загляните на купон-скидку или справочники: окна kbe, окна veka, окна rehau, остекление балкона, остекление лоджии, изготовление окон, монтаж окон, остекление, производство окон, металлопластиковые окна, окна пвх, пластиковые окна, установка окон, стеклопакеты и евроокна.



ВСЁ О СТРОИТЕЛЬСТВЕ, ЖЕЛЕЗОБЕТОНЕ, БЕТОНЕ, АРХИТЕКТУРЕ И НЕ ТОЛЬКО...:
ОПРЕДЕЛЕНИЯ:

АСФАЛЬТИРОВАНИЕ, устройство асфальтобетонных покрытий на автомобильных дорогах, улицах, аэродромах и т. п. путём укладки и уплотнения асфальтобетонной смеси по предварительно подготовленному основанию. В зависимости от назначения покрытия асфальтобетонную смесь (асфальтобетон) укладывают в один или два слоя на основание из щебня, гравия (нежёсткое основание) или бетона (жёсткое основание). Нижний слой толщиной 4-5 см устраивают из крупно- или среднезерни-стой смеси с остаточной пористостью 5-10% ; верхний слой толщиной 3-4 см-из средне- или мелкозернистой смеси (остаточная пористость 3-5%). При тяжёлых нагрузках и интенсивном движении транспорта покрытия устраивают 3-4-слойными общей толщиной 12-15 см. АСФАЛЬТИРОВАНИЕ начинается с очистки основания от пыли и грязи механич. дорожными щётками и поливомоечными машинами, исправления неровностей основания, обработки его поверхности жидким битумом или битумной эмульсией. Асфальтобетонная смесь приготовляется в асфальтобетоно-смесителях на стационарных или полустационарных заводах (установках), доставляется на место автомобилями-самосвалами и загружается в приёмный бункер асфалътобетоноукладчика, к-рый укладывает, разравнивает и предварительно уплотняет смесь. Окончат. уплотнение осуществляется катками дорожными. .


КОММУНАЛЬНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО, отрасль строительства, занятая сооружением объектов, связанных с обслуживанием жителей городов, посёлков городского типа, районных сельских центров и населённых пунктов сельской местности. В числе этих объектов: системы водоснабжения и канализации с очистными сооружениями и сетями; сооружения городского электрического транспорта с путевым, энергетическим хозяйством, депо и ремонтными предприятиями; сети газоснабжения и теплоснабжения с распределительными пунктами, районными и квартальными котельными; электрические сети и устройства напряжением ниже 35 кв; гостиницы; городские гидротехнические сооружения; объекты внешнего благоустройства населённых мест, озеленения, дороги, мосты, путепроводы, ливнестоки; предприятия санитарной очистки, мусороперерабатывающие и др. Планомерное развитие КОММУНАЛЬНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА в СССР началось ещё в 1-й пятилетке и осуществлялось нарастающими темпами до начала Великой Отечеств, войны 1941-45. В годы 4-й пятилетки (1946-50) проводились работы по восстановлению объектов коммунального назначения, разрушенных во время нем.-фаш. оккупации. В последующие годы КОММУНАЛЬНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО велось высокими темпами в связи с бурным развитием промышленности, культуры, увеличением численности городов и посёлков городского типа .
ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО, теория и практика планировки и застройки городов (см. Город). ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО определяют социальный строй, уровень развития производственных сил, науки и культуры, природно-климатичие условия и национальные особенности страны. ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО охватывает сложный комплекс социально-экономических, строительно-технических, архитектурно-художественных, а также санитарно-гигиенических проблем. Общим для ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО досоциалистических формаций является большее или меньшее влияние на него частной собственности на землю и недвижимое имущество..
ЗЕЛЁНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО, составная часть современного градостроительства. Городские парки, сады, скверы, бульвары, загородные парки (лесопарки, лугопарки, гидропарки, исторические, этнографические, мемориальные), национальные парки, народные парки, тесно связанные с планировочной структурой города, являются необходимым элементом общегородского ландшафта. Они способствуют образованию благоприятной в санитарно-гигиеническом отношении среды, частично определяют функциональную организацию городских территорий, служат местами массового отдыха трудящихся и содействуют художественной выразительности архитектурых ансамблей. При разработке проектов садов и парков учитывают динамику роста деревьев, состояние и расцветку их крон в зависимости от времени года.

Главная страница
Поиск по сайту
Оглавление страниц

Объяснение слов: словарь, справочник, информация. Строительство, экономика, промышленность - все сферы жизни: от А до Г, от Г до П и от П до Я

к-рого лежала идея отказа от общинной и кастовой идеологии.

Д. Б. Зилъберман, А. М. Пятигорский.

В 18 - нач. 19 вв. в философии преобладали просветит, идеи, тесно связанные с религ.-идеалистич. традициями. "Глашатай новой эры", поэт-мыслитель Ве-мана синтезировал в форме идеалистич. монизма раджайоги принципы ряда ре-лиг.-филос. систем древней и ср.-век. И., проповедовал "очищение" религии, осмысленное отправление культа, гуманную этику, отвергал аскетизм, отшельничество и т. п. Идеи реформации религии отстаивал и мусульм. мыслитель Валиул-ла-шах. Выдающимся просветителем нач. 19 в. был Раммохан Рай, создавший в 1828 об-во "Брахмо самадж", идеология которого основывалась на принципах объективного идеализма ведантистского толка. Деятели этого об-ва первые в И. обратились к изучению европ. философии. В мировоззрении Г. Дерозио, возглавлявшего об-во "Молодая Бенгалия", идеи религ. реформации сочетались с материа-листич. тенденциями. Идеи материализма проповедовал и его последователь Акшай Кумар Датт.

Развитие философии во 2-й пол. 19 в. связано с поисками путей нац. освобождения И. от брит, господства. Созданное в 1875 Д. Сарасвати об-во "Арья самадж" провозгласило лозунг "Назад к Ведам!" и в то же время проповедовало рационализм и монотеизм, "активизм" личности и идеи социального прогресса. С просветит, и религ.-реформаторскими идеями в сфере ислама выступил Сайд Ахмад-хан. Реформация индуизма особенно отразилась в учении Рамакришны Парама-хансы, согласно к-рому все религии истинны и ведут к познанию единого бога. Популярность приобрели его гуманистич. идеи служения ближнему как акта служения богу, осуждение кастового неравноправия и т. д. В области философии он был ведантистом, пытался синтезировать двайту, адвайту и вишиштха-адвайту.

В кон. 19-нач.20вв. филос. мысль в И. развивалась под влиянием выдающегося просветителя С. Вивекананды, стремившегося содействовать пробуждению масс, исходя при этом из религии индуизма. Основой его философии послужила веданта; он развивал также теорию "универсальной религии". В 20 в. получило распространение религ.-филос. и обще-ственно-политич. учение М. Ганди, ставшее идеологией инд. нац.-освободит, движения (см. Гандизм).

В 1925 по инициативе Р. Тагора и С. Радхакришнана был создан Инд. филос. конгресс, на ежегодных сессиях к-рого обсуждаются важнейшие проблемы развития инд. философии. С 20-х гг. 20 в. выдвинулась плеяда исследователей инд. философии: М. Хариянна, Б. Дас, С. Дасгупта, Радхакришнан и др. Весьма влиятельными становятся "интегральная веданта" А. Гхоша, учения М. Икбала, К. Ч. Бхаттачарьи, а в области эстетики- взгляды Тагора, А. Кумарасвамн и др. В центре внимания бурж. философии 20 в., в целом идеалистической, стоят социально-этич. и нац. проблемы. После завоевания независимости на основе нац. религ.-идеалистич. традиций создаются т. н. академич. системы (Радхакришнан, Т. М. П. Махадеван, Г. Р. Малкани, П. Т. Раджу, П. Р. Дамле и др.). К ним примыкают религ.-филос. учения С. Ши-вананды, С. Бон Махараджа, С. Ранга-натхананды, С. Джнанананды н др. При этом мистико-интуитивистским течениям противостоят рационалистич. тенденции. В 1950-х гг. оформилась школа "философии науки" (П. Дж. Чауд-хури, Ч. Т. К. Чари и др.). Существ, место в бурж. философии и социологии отводится социальным и гуманистич. проблемам (Р. Мукерджи, Г. С. Гхурие, Р. Н. Саксона и др.), к-рые разрабатываются также идеологами партии Инд. нац. конгресс (Дж. Неру, Сампурна-нанд и др.), в частности для обоснования концепции "общества социалистического образца".

Носителем марксистско-ленинского мировоззрения выступает Коммунистич. партия И. В трудах инд. марксистов Д. Чаттопадхьяя, М. Роя, Б. Сена, Р. Санкритьяяны, Баларамамурти, Р. Б. Шармы и др. анализируется сущность инд. материализма, буддистской философии, др.-инд. филос. систем. В трудах А. Сена, Н. Кабираджа, X. Мукерджи и др. освещается развитие инд. философии в новое и новейшее время, даётся анализ идеологии гандизма. В трудах и выступлениях А. К. Гхоша, Ш. А. Данге, Ш. Г. Сардесаи, Г. Адхикари и др. Деятелей КПИ разрабатываются кардинальные проблемы социально-экономического и политического развития И.

Филос. учреждения и журналы: Инд. филос. конгресс (осн. в 1925) и Инд. ин-т философии в Амалнере (общий орган: "The Philosophical Quarterly", c 1925), Инд. филос. ассоциация (г. Нагпур) и Инд. академия философии в Калькутте (общий орган: "Journal of the Philosophical Association", Nagpur), Ин-т вост. философии в г. Вриндабан (орган: "Indian Philosophy and Culture"), Центр науч. исследований в области метафизики при ун-те Вишвабхарати в г. Шантинике-тон (орган: "Visva-Bharati Journal of Philosophy"), Центр науч. исследований в области философии при Индусском ун-те в Варанаси (Бенарес), Центр науч. исследований адвайты и смежных филос. систем при Мадрасском ун-те. Марксистские журналы: "Indian Studies. Past and Present" и "Horizons" - орган Керальского института марксистских исследований (г. Тируванантапурам).

А. Д. Литман.

Историческая наука. Зарождение ист. науки в И. относится к древности, когда наряду с сочинениями религ.-философского содержания и эпосом создавались также итихасы ("истории"). Древнейшая инд. хроника "Раджатарангини" Калханы (12 в.) повествует об истории Кашмира. С 13-14 вв. при дворах мусульм. правителей составляются ист. хроники на перс, яз. Наиболее важные из них хроники Барани и Афифа (14 в.), Абул Фазла, Низам-уд-дина Ахмада, Бадауни (16 в.), Мухаммада Касима Феришты (17 в.).

Совр. ист. наука в И. возникла в колон, период как часть англ, историографии, хотя имела специфич. нац. черты - особое внимание к культурному наследию страны, критич. отношение к англ, колон, режиму и т. п. Первым из индийцев начал изучение древних памятников просветитель Раммохан Рай. Историей мусульман в Индии занимался Сайд Ахмад-хан. Крупным специалистом санскрита, ведической и буддийской лит-р был Р. Л. Митра, ставший в 1885 первым индийцем - председателем Азиатского об-ва в Калькутте. Индийские историки проделали большую работу по изучению и изданию древних и ср.-век. памятников литературы (X. П. Шастри, Д. Р. Бхандаркар, Шамашастри, К. П. Джаясвал и др.), по выявлению, публикации и изучению эпиграфики (Кришна Шастри, Д. Ч. Сиркар). Важную роль в открытии культуры Мохен-джо-Даро и Хараппы в 20-х гг. 20 в. сыграл Р. Д. Банерджи. Обществ, деятели Д. Наороджи, М. Г. Ранаде, а также многие историки (Б. Д. Басу, Р. Ч. Датт и др.) вскрыли экономич. последствия брит, владычества в И. Видным историком И. был Джадунатх Саркар, работы к-рого (опубл. в основном в 30-40-х гг.) посвящены преим. 17-18 вв. В работах многих инд. историков 1-й пол. 20 в. доказывалось, что политич. и социальные ин-ты И. ни в чём не уступали европейским или даже превосходили их своим совершенством. В процессе этих исследований был выявлен ценнейший ист. материал.

После завоевания Индией независимости (1947) значительно расширился объём археол. раскопок, источниковедч. работы, введены в оборот новые документы на перс, и инд. языках, стали выходить новые ист. журналы. Систематически изучается история борьбы за независимость, особенно деятельность Инд. нац. конгресса и М. К. Ганди. В Дели и столицах многих штатов выходят книги серии "Борьба Индии за свободу". В них собран огромный фактический материал, но большинство работ по нац.-освободит, движению (авторы П. Ситарамайя, Г. Н. Сингх, В. П. С. Рагхуванши, К. К. Датта) не вскрывает социально-экономич. причин движения и не выделяет роли различных классов в нём. В многочисленных "Историях Индии", созданных инд. авторами (С. Айянгар, Ч. С. Рамасвами, 1948-52; Ч. С. Шринивасачари, Р. Айянгар, 1947 - 1952; Нилаканта Шастри, 1950-52, и др.), и особенно в капитальной "Истории и культуре индийского народа" (предисловие К. М. Мунши, гл. ред. Р. Ч- Мад-жумдар, вышло 8 тт. из задуманных 10) делаются попытки выявить вклад инд. народов в мировую историю и обосновать тезис о специфичности и неповторимости истории И. Хотя в центре внимания инд. историков остаётся изучение политич. событий и культуры, социально-экономич. исследованиям отводится всё более важное место. Работы К. М. Ашрафа и М. Ясина о социальном строе "мусульманских" государств, К. М. Гупты, А. Аппа-дорая, Т. В. Маха лингама по экономич. истории Юж. Индии, А. Боза, А. С. Алте-кара, Р. Ш. Шармы, Л. Гопала, П. Нийоги об обществ, отношениях в Сев. Индии до 13 в. значительно расширили представления о глубинных процессах, шедших в И. в прошлом. Издано много монографий по истории отд. местностей И. (Р. Д. Чокси о Махараштре, А. В. Р. Рао об Андхре, и др.).

В Инд. Республике историография И. представлена в основном тремя направлениями. Наиболее многочисленны представители объективистского направления, умеренной националистич. идеологии. Для него характерны фактологизм и преувеличенное внимание к политич. истории и деятельности ист. личностей, следование традициям англ. бурж. историографии. Работы другой группы историков проникнуты стремлением возвеличить всё индусское путём критики всего колониального (и вообще европейского) и умаления роли в истории И. неиндусских групп и религ. общин, в частности - мусульман. Для них характерно тенденциозное использование источников, неисторич. апологетич. подход к деятелям прошлого. Третье направление представлено пока ещё немногочисл. учёными, стремящимися к материалистич. объяснению истории. В их числе руководитель компартии Ш. А. Данге, к-рый сделал попытку дать марксистское освещение проблемы возникновения классового общества в И.; Д. Д. Косамби, изучавший социально-экономич. аспекты древней и ранне-средневековой И.; Р. Ш. Шарма и Л. Гопал. С материалистич. позиций исследуют социальный строй И. 16-18 вв. Ир-фан Хабиб, Сатиш Чандра, Т. Райчаудху-ри и др., аграрную историю 19-20 вв. - С. Ч. Гупта. Марксистское освещение нац.-освободит, борьбы содержится в работах X. Мукерджи, Н. Кабираджа, Л. Натараджана и др.

Важнейшие центры изучения истории: Индийский н.-и. ин-т истории (Бомбей), Ин-т ист. исследований (Калькутта), крупнейшие ун-ты - Делийский, Бомбейский и др. Много ист. об-в. Осн. перио-дич. издания: "Journal of Indian History" (с1921), "Indian Historical Quarterly" (c 1925), "The Quarterly Review of Historical Studies" (c 1961). О науч. учреждениях и периодич. изданиях см. также в ст. Индология. л. Б. Алаев.

Экономическая наука. Зачатки экономич. знаний прослеживаются в др.-инд. трактате "Артхашастра" и в хрониках феод, периода. После завоевания И. англ, колонизаторами (сер. 18 - 1-я пол. 19 вв.) представители инд. экономич. мысли разделяли различные идеи запад-ноевроп. бурж. экономич. мысли, прежде всего англ, классич. бурж. политич. экономии. С кон. 19 в. в условиях развития инд. нац. движения начала складываться инд. нац. школа бурж. экономистов. Её основателями считаются деятели нац. движения Д. Наороджи и М. Г. Ранаде. Наороджи усматривал причины экономич. отсталости И. в системе колон, эксплуатации. В книге "Нищета и небританское управление в Индии" (1901) он впервые сделал попытку рассчитать нац. доход страны и размеры колон, х-ва. Ранаде, уделявший в своих работах значит, место агр. вопросу, выступал поборником уничтожения собственности колон, гос-ва на землю и утверждения принципа бурж. собственности. Критич. анализом колон, х-ва занимались также Т. К. Гокхале, Р. Ч. Датт, Р. Мукерджи и др.

После завоевания независимости (1947) круг изучаемых экономич. проблем значительно расширился, появились новые исследования, связанные прежде всего с практич. потребностями становления и развития независимой нац. экономики. Важнейшее место в них занимает разработка теоретич. и методологич. основ планирования и регулирования, экономич. политика, проблемы народонаселения и занятости, агр. вопрос. Существ, прогресс достигнут в изучении планирования и практич. использования эконо мич. моделей и межотраслевых балансов (С. Чакраварти, А. К. Сен, П. Ч. Маха-ланобис, М. Мукерджи, Б. С. Минхас, П. Н. Мадур, Д. Гадгил, А. Вайдияна-тан, П. Пант). Большое внимание уделяется также общим социально-экономич. исследованиям (К. Н. Радж и В. К. Р. В. Рао), вопросам концентрации и централизации произ-ва и капитала (Р. К. Ха-зари), определению позиций иностр. капитала (М. К. Куриан), положению и перспективам развития гос. сектора (Р. К. Нигам). Марксистская экономич. мысль направлена на разработку соц.-экономич. проблем И., экономич. политики (А. Гхош, Мохит Сен).

Центры экономич. науки: Делийская школа экономич. исследований, Ин-т экономич. роста, Национальный совет прикладных экономич. исследований, Центральная статистич. орг-ция, Делийское отделение инд. статистич. ин-та (Дели); экономич. ф-т Бомбейского ун-та, Резервный банк Индии, Центр экономич. исследований торговой палаты, Демогра-фич. центр, Н.-и. ин-т Таты (Бомбей), Ин-т политики и экономики им. Гокхале (Пуна), Инд. статистич. ин-т (Калькутта), экономич. ф-т Калькуттского ун-та. Научные центры связаны с гос. орг-циями, ведающими вопросами экономич. развития: Нац. плановой комиссией, Мин-вом финансов, отраслевыми мин-вами и Бюро гос. предприятий. Значит, аналитич. работа ведётся и самой Нац. плановой комиссией.

Экономич. журналы и газеты: "Economic Review" (c 1949) - орган Нац. конгресса, К ст. Индия. Архитектура. \. Чайтья в Карли. 1 в. до н. э. Интерьер. 2. Ступа № 1 в Санчи. 3-2 вв. до н. э. (ограда- 2 в. до н. э.; ворота - 1 в. до н. э.). 3. Храм Кайласанатха в Эллоре. Сер. 8 в. 4. Большой храм (Брихадешвара) в Танджавуре. 11 в. 5. Дворец Вир Сингх Део в Датии. Ок. 1620. 6. Минарет Кутб-Минар в Дели. Ок. 1200-20. 7. Храм Кандарья Махадео в Кхаджурахо. Ок. 1000. 8. Гробница Селима Чишти в Фатихпур-Сикри. Начата в 1571. 9. Зал Дивани-Кхас в Агре. 1637. 10. Б. В. Доши. Институт индологии в Ахмадабаде. 1969. 11. Храм Лакшми Нараян в Дели. 1938-39. 12. Ле Корбюзье и др. Жилые здания в Чандигархе. 1951-56.

"Economic and Political Weekly" (c 1966), "Eastern Economist" (c 1943), "Capital" (c 1888), "Commerce" (c 1910) - органы крупного бизнеса, и др. А. и. Медовой.

Юридическая наука. Возникновение юрид. науки в И. относится ко 2-1 вв. до н. э. Примерно к этому периоду исследователи относят составление др.-инд. сборника предписаний - законов Ману (см. Ману законы). В доколониальный период инд. юристы занимались в основном толкованием норм традиц. права: сначала индуистского, а затем и мусульманского. В колон, период насильственному введению брит, правовых ин-тов и концепций сопутствовало появление трудов, созданных англичанами и индийцами, получившими образование в Великобритании.

Завоевание независимости (1947) и создание собств. правовой системы обусловило подъём юрид. науки. Рецепция многих брит, правовых ин-тов, известное влияние англ. юрид. мышления не смогли лишить юрид. науку И. специфич. нац. черт. В первые годы после 1947 правовые работы носили в основном чисто комментаторский характер, в 60-е гг. появились оригинальные труды. Внутр. структура юрид. науки определяется сложностью правовой системы И., что связано с федеративной формой гос. устройства, с сохранением традиц. правовых систем, к-рые применяются в различных религ. общинах. Используя метод сравнит, правоведения, учёные создали значит, число работ по актуальным проблемам политич. науки, совр. междунар. права. Наиболее интересными авторами в области консти-туц. права являются М. Г. Гупта, А. Нан-диш, Б.М.Шарма, И.Д.Шарма, Р.Н.Агар-вал, М. Баласубраманьян, Д. Н. Бан-нерджи, Дурга Дас Басу, В. Д. Ма-хаджан и др., в области уголовного и уголовно-процессуального права - Р. Л. Гупта, С. Н. Багга, Б. Н. Баннер-джи, Буп Чанд, Б. К. Бхаттачарья. Разработкой цивилистич. проблем занимаются Д. В. Китал, Д. Н. Гуха, О. П. Агарвал и др. Значит, число оригинальных трудов создано в области адм., торгового, земельного, договорного, семейного и финансового права, общего права и права справедливости, индуистского права и т. д. Подготовка юристов-практиков и науч. работников ведётся на юрид. ф-тах многих ун-тов, а также в специализированных центрах: Инд. школа синтетич. юриспруденции (Бомбей), Юрид. колледж в Патне, Индийский юрид. ин-т (Нью-Дели), Административный колледж (Хайдарабад), Инд. ин-т публичной администрации (Бомбей и отделения в др. городах), Всеиндийский ин-т местного самоуправления (Бомбей) и др. Издаётсяок. 30 центр, и местных юрид. журналов, в т. ч. "Criminal Law Journal" (c 1904), "Delhi Law Times" (с 1965), "Gujarat Law Reporter" (c 1960), "Indian Journal of International Law" (c 1959), "Indian Law Institute Journal" (c 1958), "International Journal of Legal Research" (c 1966), "Journal of Constitutional and Parliamentary Studies" (c 1967) и др. А. А. Мишин.

Языкознание. Началом инд. языкознания, возникшего в 1-м тыс. до н. э. послужил грамматич. и этимологич. анализ текстов вед, имевший целью сохранение традиционного чтения священных гимнов. Др.-инд. традиция грамматич. обобщений легла в основу науч. описания языка в грамматике Панины (4 в. до н. э.). Грамматич. комментарии Катйайаны (3 в. до н. э.) и Патанджали (3 в. до н. э.), основывающиеся на языке произведений, написанных на классич. санскрите, поясняли и дополняли ряд правил Панини. Последующие составители санскр. грамматик следовали его методу и системе. Элементарная грамматика "Катантра" Шарвавармана (1 в. н. э.) послужила образцом для грамматик пали и дравидийских языков. Написанная в Юж. И. (позже Панини) классич. грамматика "Толькаппиям" положила начало тамильской грамматич. традиции.

Система Панини была воспринята составителями и пракритских (см. Пракриты) грамматик, сделавшими первый шаг в сравнительно-ист, языкознании установлением фонетич. соответствий в древне- и среднеарийских языках. К области развития общелингвистич. вопросов в древнем и ср.-век. инд. языкознании можно отнести семантич. теорию слова (шабдашакти) у теоретиков поэтики и логиков и теорию спхота в "Вакйападийа" Бхартрихари (7 в. н. э.).

Начало инд. лексикографии восходит к глоссариям, составлявшимся к ведам (нигханту). Важнейшие из санскр. словарей - "Амаракоша" Амарасинха (6- 8 вв.) и "Абхидханагинтамани" Хемачандры (12 в.); им же составлен оригинальный пракритский словарь "Дешинамамала".

С 19 в. началась эпоха совр. инд. (индоарийского и дравидийского) языкознания, развивающегося в русле мирового языкознания. Р. Г. Бхандаркар (прочитал в 1877 в Бомбейском ун-те серию лекций "О санскрите и происшедших от него языках"), а также англ, учёные, долго жившие и работавшие в И., - Р. Колдуэлл (автор "Сравнительной грамматики дравидийских языков", 1856) и Дж. Бимс (автор 3-томной "Сравнительной грамматики индоарийских языков", 1872-79) явились основателями науч. изучения совр. инд. языков. После 1-й мировой войны 1914-18 исследованию инд. учёными живых языков способствовали подъём нац.-освободит.движения и рост нац. самосознания. Развивались художеств., публицистич., науч. лит-pa и пресса, возрастало значение нац. языков в школах и ун-тах. В связи с этим создавались грамматики и большие толковые словари (напр., "Хинди шабдасагара", 1908-28) и энциклопедии. В 1913 при Калькуттском ун-те была основана кафедра сравнит, филологии; с 1917 её возглавил И. Дж. Тарапоравела, а в 1922-52 ею руководил С. К. Чаттерджи, поднявший инд. языкознание до междунар. уровня. Его капитальный 2-томный труд "Происхождение и развитие бенгальского языка" (1926) и работы по фонетике бенг. языка способствовали появлению монографий инд. учёных по истории и фонетике нац. языков и диалектов. Монументальное "Описание языков в Индии" (1903-28) англ, учёного Дж.А.Грирсона расширило круг лингвистич. исследований, особенно за счёт бесписьменных и малоизвестных языков и диалектов .

Наряду с увеличением кол-ва работ по современным языкам лингвисты и филологи продолжают исследования ве-дич. языка, санскрита, среднеиндоарийских языков. В Деканском колледже под рук. С. М. Катре собираются материалы для полного санскр. словаря. В др. лексикографич. центре-Ведическом ис-следоват. ин-те в Хошиарпуре-ведётся работа по созданию индексов к ведам, брахманам и веданге.

В области изучения пракритов и апаб-хранша известны труды С. К. Чаттерджи, С. М. Катре, Б. Дж. Санде-сара, X. Д. Веланкара, Сукумарсена, А. М. Гхатаге, М. А. Мехендале, Г. В. Тагаре и др.

Кроме диахронич. и синхронич. описания фонологич. и грамматич. строя, лексикологич. и этимологич. исследований, создания двуязычных и толковых словарей, исследований влияния субстрата и результатов языковой интерференции, схожести и расхождения языков, лингвисты разрабатывают нормы гос. языка, науч. и технич. терминологию, вопросы о месте и перспективах англ, языка в И.

Важнейшие науч. учреждения и об-ва: Исследовательский ин-т при Деканском колледже (Пуна, осн. в 1939, издаёт "Bulletin of the Deccan College Research Institute"), Лингвистич. об-во Индии (Пуна, осн. в 1928, издаёт журн. "Indian Linguistics", c 1931), центр изучения санскрита и пракритов при ун-те в Пуне - Ин-т востоковедения им. Б хан дар-кара (осн. в 1917, издаёт "Annals of the Bhandarkar Oriental Research Institute"), Ин-т изучения вед (Пуна), центр дравидийского языкознания при Аннамалай-ском ун-те (Аннамалайнагар, осн. в 1929), кафедра сравнительной филологии Калькуттского ун-та (осн. в 1913), Калькуттское филолргич. об-во (осн. в 1959, издаёт "Bulletin of the Philology Society of Calcutta", с 1959), Ин-т востоковедения при ун-те в Бароде (осн. в 1915, издаёт "Journal of the Oriental Institute, University of Baroda"), кафедры языкознания Делийского и др. ун-тов, Центральный ин-т инд. языков (Майсур, издаёт бюллетень "Vartavaha", с 1969), Центр, ин-т хинди (Агра), центр изучения тамильского языка - Совет по развитию исследований тамильского языка (Мадрас, ОСН. в 1959). В. М. Бескровный.

3. НАУЧНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ

Правительственными учреждениями, ведающими в И. науч. исследованиями, являются Совет по науч. и пром. исследованиям, Комиссия по атомной энергии, Инд. совет по с.-х. исследованиям, Инд. совет по медицинским исследованиям, Орг-ция оборонных исследований, Комиссия по субсидированию ун-тов. Совет по научным и промышленным исследованиям (осн. в 1942) руководит науч. исследованиями, планированием и координацией н.-и. деятельности в области пром-сти, финансирует отдельные исследования (преим. прикладного характера) в ряде ун-тов и ин-тов. Президент совета - премьер-министр Индии. Совету непосредственно подчинены 30 науч. центров (лабораторий и др.). В ведении Коми с-сии по атомной энергии находятся Атомный исследоват. центр им. X. Баба, Экспериментальная наземная станция спутниковой связи, Центр космич. науки и техники, Экваториальная ракетная станция в Тумбе, Исследоват. ин-т рака. Комиссия также финансирует разработку теоретич. проблем ядерной физики, проводимую в крупных науч. центрах. Организация оборонных исследований при Мин-ве обороны И. (осн. в 1958) руководит 35 н.-и. и опытно-конструкторскими учреждениями и лабораториями, занимающимися изучением проблем вооружения, инженерной техники, транспортных средств, электроники и т. д. Индийский совет по с.-х. исследованиям (осн. в 1929) руководит 24 ис-следоват. учреждениями, включая ин-ты, лаборатории и станции. Основные науч. центры в области с. х-ва: Инд. с.-х. ис-следоват. ин-т (осн. в 1905) с многочисл. отделениями, Центр, исследоват. ин-т аридных зон (осн. в 1959), Центр, исследоват. ин-т риса (осн. в 1946) и др. И н-дийский советпо медицинским исследованиям подчинён Мин-ву здравоохранения и планирования семьи. Руководит Центром по изучению холеры (осн. в 1962), Научно-исследоват. лабораторией питания (осн. в 1918), Исследоват. ин-том проф. заболеваний (осн. в 1966), Центром вирусологии (осн. в 1952), центрами по изучению отд. болезней - проказы, трахомы, туберкулёза. Науч. исследования по географии и геологии координирует Комитет по природным ресурсам (Дели).

В И. имеется много научных обществ и ассоциаций, а также неск. академий наук. Наиболее крупная общественная научная организация - Индийская нац. академия наук (до 1970- Национальный институт наук Индии, осн. в 1935). Она не располагает собственными исследоват. центрами. В 1971 президентом Индийской нац. академии наук избран Б. Р. Сешачар.

Самое массовое научное об-во И. - ассоциация Индийский научный конгресс (осн. в 1914), членом к-рой может стать каждый инд. учёный. Её деятельность заключается в организации ежегодных сессий, на к-рых заслушиваются и обсуждаются доклады по различным направлениям науч. исследований.

О науч. учреждениях и организациях по обществ, наукам см. соответствующие разделы статьи.

Международные научные связи Индии. Научные связи с зарубежными странами играют важную роль в развитии инд. науки. Так, через посредство ЮНЕСКО СССР оказывает И. помощь в орг-ции науч. работ в ун-тах. Многие из инд. учёных проходили стажировку в советских научных учреждениях, а сов. учёные (акад. Н. Н. Боголюбов, Н. П. Дубинин, Н. В. Белов и др.) читали циклы лекций в инд. ун-тах.

С нек-рыми странами, в т. ч. исСССР, И. заключила межправительств, соглашения о культурном и науч. обмене. Кроме того, имеется ряд межведомственных соглашений об обмене учёными. Совет по научным и промышленным исследованиям И. имеет соглашения с организациями Чехословакии, ГДР, Польши, Венгрии, Югославии, ФРГ, Великобритании и др. стран. В 1970 было подписано соглашение о науч. сотрудничестве между Инд. нац. академией наук и АН СССР, предусматривающее совместные исследования по геофизике, химии природных соединений, химии хлопчатника и др.

Большой ущерб И. наносит эмиграция инд. учёных и технич. специалистов (т. н. утечка мозгов), покидающих страну в поисках более благоприятных условий работы. По данным ЮНЕСКО, ок. 8 тыс. инд. учёных - математиков, физиков, химиков, биологов, а также инженеров работает в США, ФРГ, Великобритании и др. странах Запада. В. И. Ткаченко.

Лит.: Щербатский Ф. И., Научные достижения древней Индии, а кн.: Отчет о деятельности Российской академии наук за 1923, Л., 1924; Ray P., History of chemistry in ancient and medieval India, Calcutta, 1956; Юшкевич А. П., Р о-зенфельд Б. А., Математика в странах Востока в средние века, в сб.: Из истории науки и техники в странах Востока, М., 1960; Страшун И. Д., У древних истоков медицины (Индия и Египет), там же; Нестерук Ф. Я., Водные ресурсы Индии и их использование, там же; Ргаkash Satya, Founders of sciences in Ancient India, New Delhi, 1965; В a s h a m A. L., The wonder that was India, 3 ed., L., [1967]; Корнеев С, Г., Научные связи Академии наук СССР со странами Азии и Африки, М., 1969.

Мюллер М., Шесть систем индийской философии, М., 1901; Чаттерджи С. и Датта Д., Введение в индийскую философию, [пер. с англ. ], М., 1955; Радхакришнан С., Индийская философия, [пер. с англ.], т. 1 - 2, М., 1956 - 57; Пятигорский А. М., Материалы по истории индийской философии, М., 1962; Идеологические течения современной Индии, М., 1965; Древнеиндийская философия. Начальный период, [пер. с санскрита], М., 1963; Аникеев Н. П., О материалистических традициях в индийской философии. (Древность и раннее средневековье), М., 1965; Чаттопадхьяя Д. П., История индийской философии, пер. с англ., М., 1966; Eeussen P., Allgemeine Geschichte der Pbilcsophie..., 4 Aufl., Bd 1, Abt. 1 - 3, Lpz., 1920; Masson-Oursel P., Esquisse d'une histoire de la philosophie indienne, P., 1923; Strauss O., Indische Philosophie, Munch., 1925; Crousset R., Les philosophies indiennes. Les systemes, t. 1 - 2, P., [1931]; Hiriyanna M., Outlines of Indian philosophy, L., [1932]; Вe1va1kar S. K., Ranade R. D., History of Indian philosophy, v. 2, 7, Poona, [1927 -33]; Guenоn R., Introduction generale a Г etude des doctrines hindoues, 4 ed., P., 1952; Bhattacharya H. [ed.], The cultural heritage of India, [2 ed.], v. 3 - The philosophies, Calcutta, [1953]; Dasgupta S. N., A history of Indian philosophy, v. 1 - 5, Camb., 1922-55; Frauwa11ner E., Geschichte der indischen Philosophie, Bd 1 - 2, Salzburg, [1953 - 56]; Sin-ha J , A history of Indian philosophy, v. 1 - 2, Calcutta, [1956]; Zimmer H., Philosophies of India, N. Y., 1956; Mishra M. U., History of Indian philosophy, v. 1, .L., .1957; Tucci G., Storia della filosofia Indiana, Bari, 1957; G1asenapp H. vоn, Die Philosophie der In-der, 2 Aufl., Stuttg., [1958]; Sanghavi S., Advanced studies in Indian logic and metaphysics, Calcutta, 1961; Conze E., Buddhist thought in India, L., 1962; Sources of Indian tradition, Delhi, 1963; Pandeya R. C., Problem of meaning in Indian philosophy, New Delhi, 1963; Wооd E., Vedanta dictionary, N. Y., 1964; Edgerton F., The beginnings of Indian philosophy, Camb. (Mass.), 1965; Dasgupta S., Development of moral philosophy in India, L., 1965; Srivastava R. S., Contemporary Indian philosophy, Delhi, 1965; 5 pratt P., Hindu culture and personality; Bombay, 1966; Dutt K. G., Hindu Sadhana. Bangalore, 1966.

АлаевЛ. Б., Некоторыепроблемыфеодализмавтрудахиндийскихисториков, "НародыАзиииАфрики", 1964, № 4; Осипов А. М., Заметки онекоторыхсовременныхработахподревнейисторииИндии, тамже, 1963, № 1; его же, 06 индийской ц национальной историографииподревнейисредневековойИндии, вкн.: ИсториографиястранВостока, М., 1969; Historians of India, Pakistan and Ceylon, ed. by С. Н. Phillips, Oxf., 1961; Historians of medieval India, Meerut, [1968]; Majumdar R. C., Study of Indian history, "The Sardhasatabdi Commemoration Volume", Bombay, 1959; Pathak V. S., Ancient historians of India, L., [1966]; "Quarterly Review of Historical Studies", Calcutta, 1964/65, v. 4, N 1 - 2.

XII. Печать, радиовещание, телевидение

В 1971 в И. насчитывалось 11036 пе-риодич. изданий, в т. ч. 650 ежедневных газет. Издания публиковались на 49 языках общим тиражом 29,3 млн. экз. (на хинди - 2694 издания, на англ. яз.- 2247, на урду - 898). В прессе господствует группа монополий, крупнейшие из к-рых: "Индиан экспресс", "Хиндустан тайме", -"Тайме оф Индия", "Стейтсмен лимитед", "Амрита базар патрика", "Фрипресс".

Политику партии Инд. нац. конгресс выражают или поддерживают ежедневные газеты "Нэшонал геральд" ("National Herald") на англ, яз., осн. в 1938, тираж ок. 30 тыс. экз.; "Амрита базар патрика", выходящая на англ., бенг. и хинди яз., осн. в 1868, тираж 112 тыс.экз.; газ. "Джугантар"на бенг. яз., осн. в 1937, тираж 131 тыс. экз.; "Фри пресс джор-нал" ("Free Press Journal") на англ, яз., осн. в 1930, тираж 90 тыс. экз., и др. Близка к партии Инд. нац. конгресс газ. "Хинду"("ТЬе Hindu") на англ, яз., осн. в 1878, тираж 142 тыс. экз.

Интересы инд. крупной и средней буржуазии, а по ряду вопросов нац. буржуазии вообще, выражают ежедневные газеты "Хиндустан тайме* ("Hindustan Times") на англ, яз., осн. в 1923, тираж 113 тыс. экз., "Хиндустан" на яз. хинди, выходит с 1933, тираж св. 100 тыс. экз., "Индиан экспресс" ("Indian Express") на англ, яз., осн. в 1932, тираж 408,5 тыс. экз., "Тайме оф Индия" ("The Times of India") на англ, яз., осн. в 1838, тираж 200 тыс. экз., "Нав Бхарат тайме" на яз. хинди, тираж св. 160 тыс. экз., и др. Интересы иностр. монополий и верхушки феод.-помещичьих кругов И. выражает ежедневная газ. "Стейтсмен" ("Statesman") на англ, яз., осн. в 1875, тираж 162 тыс. экз.

Политику наиболее крупных партий крайней реакции отражают еженедельные газеты "Свараджья" ("Swarajya") на англ, яз., издаётся с 1956, тираж 20 тыс. экз., орган партии Сватантра, и "Органайзер" ("Organiser") на англ, яз., издаётся с 1947, тираж 40 тыс. экз., орган партии Джан сангх.

Коммунистич. пресса представлена газ. "Нью эйдж" ("New Age") на англ, яз., осн. в 1953, ЦО компартии, "Пиплс де-мокраси" ("People's Democracy") на англ, яз., ЦО параллельной компартии, и др.; обе партии издают в штатах газеты на местных языках.

Имеется ряд т. н. независимых перио-дич. изданий: прогрессивный еженедельник "Блиц" на англ., хинди и урду яз., осн. в 1941, общий тираж 279300 экз., прогрессивная ежедневная газ. "Пэтриот" ("Patriot") на англ, яз., осн. в 1963, тираж 50 тыс. экз., и др.

Крупнейшее информационное агентство- Пресс траст оф Индия, осн. в 1949.

Первая радиостанция вступила в строй в 1927 в Бомбее. В 1932 была основана инд. гос. служба - Всеиндийское радио (All-India Radio). В 1968 в его системе работало 36 основных, 28 вспомогат. станций и 28 центров, ведущих параллельные передачи популярных программ. Руководство радиовещанием осуществляется Мин-вом информации и радиовещания И.

В 1959 в Дели начала работать телевизионная служба; телецентр - в Дели, ретрансляционные станции - в Бомбее, Калькутте, Мадрасе и Канпуре.

Лит.: Ермошкин Н.,Сучков И., Печать, радио, телевидение республики Индии, М., 1971.

XIII. Литература

Более чем трёхтысячелетнюю традицию инд. лит-ры открывают веды (кон. 2-го- 1-я пол. 1-го тыс. до н. э.)- религ. гимны на санскрите, в к-рых содержатся зачатки лирики, эпоса и драмы. Приблизительно в 6-5 вв. до и. э. в устном творчестве на нар. языках - пракрипшх складывается ядро огромных эпич. поэм "Махабхарата"и "Рамаяна", окончательно оформившихся в первых вв. н. э. на санскрите. Во 2-й пол. 1-го тыс. до н. э. на пали и пракритах создаётся буддийская лит-pa, в т. ч. джатаки, в к-рых религ. дидактика сочетается с фольклорными сюжетами (см. Палийская литература, Пракритская литература). В 4-3 вв. до н. э. на дравидийском юге страны зарождается самобытная др.-тамильская лит-pa (см. Тамильская литература), ранние памятники к-рой ("Десять песен" и др.) носят преим. светский характер. Записанный на санскрите нар. сборник сказок"Панчатантра" (3-4 вв.н. э.) положил начало жанру т. н. обрамлённой повести. На рубеже новой эры намечается переход к индивидуальному творчеству, складываются самостоят, лит. виды и формы: пракритская лирика Халы (приблизительно 4 в.), санскр. драмы Аш-вагхоши (приблизительно 2 в.), Бхасы (4 в.), тамильская лироэпич. поэзия (напр., "Повесть о браслете", приписываемая Иланго Адигалю, 7-9 вв.). В творчестве Калидасы (ок. 5 в.) и Дандина (6- 7 вв.) на санскрите мифологич. сюжеты, почти целиком утратив религ. окраску, стали средством выражения гуманистич. идей. Вершиной др.-тамильской лит-ры является книга афоризмов "Тирукурал" Тируваллувара (4-5 вв.), рисующая идеальный образ мудрого правителя.

Примерно с 7 в. начинается история ср.-век. лит-ры. Наряду с лит-рой на санскрите (см. Санскритская литература) и тамильском яз. возникают лит-ры на других языках - дравидийских (см. Каннада литература, Малаялъская литература, Телугу литература) и новоин-доарийских (см. Ассамская литература, Бенгальская литература, Гуджаратская литература, Маратхская литература, Орииская литература. Пенджабская литература, Урду литература, Хинди литература). Позднее вырисовываются контуры кашмирской литературы и синд-хской литературы, а также инд. лит-ры на пушту. Создание гос-в с правящей му-сульм. верхушкой и широкое распространение ислама вызвали становление инд. персоязычной лит-ры: Амир Хосров Дех-леви (1253-1325), Мирза Бедиль (1644- 1721) и др. (см. также Иран. Литература). Многовековые хоз., политич. и культурные связи народов И. заложили основу единства лит. процесса в И.

Нар. антифеод, движение, проходившее под религ. лозунгом бхакти, содействовало расцвету лит-ры развитого феодализма (15-17 вв.), направленной против классового и кастового гнёта, против религ.-сектантской розни. Отходя от санскр. канонов, писатели ориентировались на поэтику фольклора: поэт каннада Пурандарадаса (ок. 1480-1564), бенгалец Чондидаш (14-15 вв.), поэты хинди Кабир (15-16 вв.), Сурдас (ок. 1483- ок. 1563) и др. Консервативное крыло пыталось сочетать идеи бхакти с проповедью незыблемости кастовой системы (поэт хинди Тулсидас, ок. 1532-1624). Нар. восстания против державы Моголов в 17 в. вдохновляли певцов свободы - маратхов Тукарама (1608-49) и Рамдаса (1608-81), пенджабца Говинда Сингха (1666-1708).

Завоевание И. Великобританией и консервирование колонизаторами феод, отношений предопределили в 18 в. упадок инд. лит-ры и усиление эпигонских тенденций. Но уже в 19 в., особенно во 2-й его пол., в ряде лит-р И. появляются просветит, идеи, отразившие борьбу демо-кратич. "третьесословной" и феодальной культуры (некоторые инд. исследователи называют этот период инд. возрождением). Просветительский реализм способствовал развитию как в бенгальской, так и в др. лит-pax обличит, социально-бытового романа ["Баловень богатого дома" бенг. писателя Перичанда Миттро (1814- 1883) и др.]. Получает распространение романтизм (ист. романы бенг. писателя Б. Чоттопаддхая, 1838-94, и др.). Антиколон, пафосом проникнута пьеса "Зеркало индиго" (1860) бенг.драматурга Д. Миттро (1829-74), рисующая протест крестьян против произвола англ, плантаторов.

В 20-е гг. 20 в. центральной темой инд. лит-ры становится борьба за нац. независимость. В сер. 30-х гг. зарождается движение прогрессивных писателей, целью к-рого была последовательная демократизация лит-ры, сближение её с жизнью. В 1936 по инициативе Премчанда (1880- 1936), М. Р. Ананда (р. 1905) и Саджада Захира (р. 1905) создаётся Ассоциация прогрессивных писателей Индии. Глубокое воздействие на лит-ру оказал гандизм - господствующее идеологич. течение в нац.-освободит, борьбе И. Формируется революц.-романтич. течение (поэт урцу Джош Малихабади, р. 1898). Высшую ступень развития критич. реализма знаменует творчество Премчанда и Р. Тагора (1861-1941, Нобелевская премия, 1913). Поэзия М. Икбала (1877- 1938), писавшего на урду и перс, яз., прославляет волевого, инициативного человека, венец творения. Влияние лит-ры со-циалистич. реализма содействует становлению социалистич. иск-ва слова в И.: политич. поэзия и интимная лирика поэта урду Э. X. А. Вафы (1900-36), романы бенг. писателя Г. Халдара (р. 1902), проза и публицистика писателя хинди Яш-пала (р. 1903). Обновляются поэтич. формы, интенсивно развивается проза. В это же время появляются декадентские направления: фрейдистский роман "Лад-джа" писателя хинди И. Джоши (р. 1902), мистич. поэзия поэтессы хинди М. Вармы (р. 1907) и др.

Достижение И. гос. независимости (1947) содействовало росту прогрессивной лит-ры, выдвинуло на первый план социальную тематику, способствовало упрочению единства лит-р страны (при нац. своеобразии каждой из них). Резко обострилась борьба между прогрессивными и реакционными направлениями. Ведущей темой лит-ры стала трагедия человеческого существования в капиталистич. мире. Среди критич. реалистов усиливается тяга к изображению людей труда, борцов с социальной несправедливостью: прозаик каннада Ниранджана (р. 1923), малаялец Такажи Ш. Пиллай (р. 1914) и др. В лагере реакции выступают писатели религ.-шовинистич. направления (напр., писатель хинди Гурудатт). Экзистенциалистская философия отразилась на творчестве писателя хинди Агьеи (р. 1911) и романиста телугу Б. Кришна-рао (1918-62). В творчестве поэта хинди Д. Бхарати (р. 1926), маратхских поэтов Б. С. Мардхекара (1907-56) и Ш. Мукти-бодха (р. 1921) и др. поиски новых форм и средств художеств, выразительности становятся самоцелью.

Борьба за преодоление последствий колониализма и подъём экономики способствовали развитию ряда отстававших прежде лит-р и становлению новых (майт-хили, бходжпури, догри и др.).

И. С. Рабинович.

Наряду с лит-рами на нац. яз. в И. развивается инд. лит-pa на англ, яз., к-рый долгое время был основным языком гос. учреждений и высшего образования. В стихах первых англоязычных поэтов (Г. Л. В. Дерозио, 1809-31; К. Гхош, 1809-73; Т. Датт, 1856-77) ощущается влияние англ, романтизма. В поэзии кон. 19- нач. 20 вв. (Ауробиндо Гхош, 1872- 1950; С. Найду, 1879-1949; X. Чаттопад-хая, р. 1898) содержатся призывы к нац. освобождению И. В 30-х гг. 20 в. зарождается англоязычная проза, крупнейшими представителями которой являются М. Р. Ананд, Р. К. Нараян (р. 1906), X. Чаттопадхая и др.

Е. Я. Калинникова.

Литературоведение. Интерес к теоре-тич. осмыслению лит-ры обнаруживается уже в работах ранних инд. грамматистов Панини (4 в. до н. э.) и Патанджа-ли (2 в. до н. э.). Самостоятельное значение теория лит-ры получает во 2-й пол. 1-го тыс. н. э. Объектом исследования становятся художеств.-изобразит, средства (аланкара), категории раса (эстетич. восприятие) и дхвани (художеств, ассоциации), задачи лит-ры и психология творчества. "Поэтические украшения" Бха-махи (7 в.), "Зерцало поэзии" Дандина (6-7 вв.), "Сутра о поэтических украшениях" Ваманы (8-9 вв.), "Краткое изложение поэтических украшений" Удбха-ты (9 в.), "Описание дхвани" Анандавар-дханы (9 в.), приписываемая Бхарате "Шастра о театральном искусстве" (рукопись 9 в.), "Рассуждение об уместности" Кшемендры (11 в.)и др. В прологах и вступлениях к произв. Калидасы, Баны, Дандина встречаются высказывания, свидетельствующие о попытках ист. подхода к развитию лит-ры. В 15-17 вв. продолжается детализированная разработка эстетич. категорий и нормативная систематизация жанров; литературоведение приобретает преим. схоластический характер, полностью лишаясь историзма. На первых этапах развития нац. лит-р классич. санскритская поэтика сковывала самостоятельную лит. мысль. Её влияние остаётся преобладающим и в 19 в., когда особенно интенсивно стала развиваться текстология. С сер. 19 в. намечается тенденция к осмыслению отд. нац. лит-р (особенно бенг. и хинди) как самостоят, лит. общностей; появляется совр. литературоведение объективистского и позитивистского плана. В 30-40-х гг.

20 в. инд. литературоведы приближаются к осознанию социальной и ист. детерминированности лит. процесса (С. К. Де, С. Н. Дасгупта), а нек-рые и к марксистскому его пониманию (Д. Косамби).

После завоевания нац. независимости (1947) резко возрос объём и уровень исследований, создан ряд общеинд. и местных науч. орг-ций как правительственных (Лит. академия в Дели и её филиалы, пенджабский Департамент языка и т. п.), так и общественных (Центр, союз пенджабских деятелей лит-ры, Союз деятелей тамильской культуры и др.). Видное место в совр. инд. литературоведении занимают X. Двиведи, В. Рагхаван, Н. Сингх, Б. Упадхьяй, К. М. Джордж, К. Чайтанья, Г. Халдар, Нагендра, К. Н. Субрахмань-ям, А. Бос, П. Мачве, П. Падмараджу, Ч. Д. Нарасимхайя и др. В центре внимания совр. инд. литературоведения стоят проблемы общеинд. лит. наследия, становления и развития нац. лит-р И., дифференциации направлений, соотношения инд. традиционной поэтики и совр. лит. теорий, инд. лит. процесса и его соотношения с мировым лит. процессом. Укрепляются контакты инд. и сов. литературоведов, появляются совместные издания (сб. "Рабиндранат Тагор. К столетию со дня рождения", М., 1961, и др.).

И. Д. Серебряков.

Лит.: ЛитературыИндии, М., 1958; 'Драматургия итеатрИндии, М., 1961; Поэзия народовИндии, М., 1962; Современная индийскаяпроза, М., 1962; Культура современнойИндии, М., 1966; Рабинович И. С., Сорок вековиндийскойлитературы, М., 1969; История индийскихлитератур, пер. с англ., М., 1964; Литература Востокавсредниевека, ч. 1, М., 1970; Литература ДревнегоВостока, М., 1971; Winternitz M., A history of Indian literature, v. 1 - 2, Calcutta, 1927-33; Literatures in modern Indian languages, Delhi, 1957; Kane P. V., History of Sanskrit poetics, Delhi, 1961; S r i n i v a-sa lyengar K. R., Indian writing in English, N. Y., 1962; С hatter ji S. K., Languages and literatures of modern India, Calcutta, 1963; Krishnamoorthy K., Essays in Sanskrit criticism, Dharwar, 1964; Derrett М. Е., The modern Indian novel in English, Brux., 1966; Fiction and the reading public in India, Mysore, 1965; Literary criticism: European and Indian traditions, Mysore, 1968; The novel in India, ed. by T. W. Clark, L., [1970].

XIV. Архитектура и изоОразительное искусство

Истоки инд. художеств, культуры восходят к возникшим на берегах pp. Инд и Ганг древнейшим цивилизациям, к-рые послужили основой и для развития художеств, культуры Пакистана. К периоду высокоразвитой цивилизации Хараппы (сер. 3-го - примерно сер. 2-го тыс. до н. э.) относятся крупные города Сангхол (обнаруженный в р-не Патиалы) и Лотхал (на п-ове Катхиявар). Для них характерны регулярная планировка, налаженная система водоснабжения и канализации, многоэтажные постройки из обожжённого кирпича, бассейны для обществ, омовений. Найдены расписные керамич. сосуды, каменные и терракотовые статуэтки и печати-амулеты со знаками письменности и изображениями животных.

О культуре Сев. И. сер. 2-го - сер. 1-го тыс. до н. э. позволяют судить лит. источники (веды и др.), а также скульптурные и живописные изображения более поздних времён. Постройки сооружались из дерева, глины и тростника. Их формы и типы (дом, круглый в плане, с полусферическим или коническим покрытием; здание общественных собраний зального типа, со сводчатым деревянным покрытием и др.) легли в основу архитектуры кам. храмов и др. сооружений последующих веков. Регулярная планировка была присуща городам Матхура, Паталипутра и др. - центрам образовавшихся в сер. 1-го тыс. до н. э. рабовладельч. гос-в. Расселение в них производилось по кварталам, соответственно освящённому брахманизмом делению общества на варны. Этот принцип расселения в городе сохранялся в И. вплоть до позднего средневековья. Одной из причин прочного сохранения в И. художеств, традиций было существование с глубокой древности цеховых строит, организаций-"шрени" (закреплённых кастовой системой) и единой системы канонов и правил строит, дела и прикладного иск-ва - "Шилпашастры".

Иск-во И. достигло расцвета с образованием мощного рабовладельч. гос-ва Маурья (4-2 вв. до н. э.), впитав в себя влияния культур стран Средиземноморья и Персии. В городах возводились крупные комплексы крепостей, дворцов (дворец царя Ашоки в Паталипутре, 3 в. до н. э.) и др. сооружений.

Распространение буддизма при Ашоке (3 в. до н. э.) вызвало массовое стр-во храмов - чайтья, монастырей, включавших чайтья и монашеское общежитие "вихару" (квадратный в плане зал, окружённый кельями), а также мемориальных сооружений - ступ и столбов-сталб-ха. К числу наиболее ранних из сохранившихся сооружений этих типов относятся ступа № 1 в Санчи (3-2 вв. до н. э.) и комплекс монастырских построек (небольших по размерам и почти лишённых декора), высеченный в горах Барабара (3 в. до н. э.). Характерные памятники скульптуры эпохи Маурья - капитель стамбхи Ашоки из Сарнатха ("Львиная капитель", ок. 243 до н. э.), со стилизованными фигурами 4 львов, и статуя якшини (богини плодородия) из Дидар-ганджа (песчаник; вероятно, 2 в. до н. э.), отличающаяся реалистически трактованными тяжеловесными формами.

Во 2-1 вв. до н. э. наивысшего расцвета иск-во И. достигает в рабовладельч. гос-вах Андхра в Декане и Шунга на севере И. К этому времени относятся крупные комплексы монастырей, высеченных в скалах Бхаджи, Насика, Карли и др. В отделке их развитых интерьеров гораздо шире, чем прежде, применяется скульптура. Наиболее значит, скальное сооружение - чайтья в Карли (1 в. до н. э.), отличающаяся особой ясностью тектоники и пространств, решения. Идеей утверждения жизни и её неисчерпаемости проникнуты сложные многофигурные рельефы на сюжеты преданий о Будде на ограде и воротах-"торана" ступы в Бхарху-те (2 в. до н. э.) и воротах ступы № 1 в Санчи, установленных в 1 в. до н. э. Сравнительно с плоскими рельефами в Бхархуте рельефы в Санчи более сочные и пластичные.

В первых веках н. э. на С.-З. И. существовало Кушанское царство, с к-рым было связано иск-во школы Мат-хуры, где появилось одно из первых антропоморфных изображений Будды.

С образованием в сев. и центр, р-нах И. мощного гос-ва Гуптов (4-6 вв.) иск-во И. рабовладельческой эпохи вступило в пору последнего расцвета. Развернулось стр-во дворцов, монастырей, храмов. Среди сохранившихся памятников - ранние наземные храмы, трактованные как божья обитель, в Санчи (храм № 17, 5 в.) и др. местах. Ядро этих храмов, сложенных из тёсаного камня, составляет кубическое святилище с внутр. помещением для божества и входным портиком. Каноническую, завершённую форму получает в это время изображение Будды(статуи Будды из Сарнатха, песчаник; из Султанганджа, бронза; обе -5 в.).

Вверху - храм Дхармараджа-ратха в Махабалипураме (7 в). Внизу - храм № 17 в Санчи (5 в.).

Культурное наследие эпохи Гуптов получило развитие в раннесредневековых феод. гос-вах Декана (Чалукьев, 6-12 вв.; Раштракутов, 8-1C вв.), юга (Паллавов, расцвет в 7 в., существовало по 9 в.) и севера И. (Харши, 7 в.). Ещё продолжали строиться ступы, скальные храмы и монастыри, хотя под влиянием господств, идей индуизма тра-диц. формы этих сооружений наполнялись новым содержанием. Отживал тип чайтья, а вихара из монастырского общежития превращалась, по существу, в храм. Ок. 6 в. появились скальные брахмайские и джайнские храмы, не отличавшиеся по своим формам от буддийских.

Фасад чайтья в Аджанте (зал № 19). Ок. 550.

Наиболее значит, скальные сооружения этого периода находятся в Аджанте и Эллоре. Аджанта прославилась гл. обр. стенными росписями буддийских монастырей (2 в. дон. э. -7 в. н. э.). Написанные на сюжеты буддийских преданий, они представляют, по существу, широкую картину общественной жизни И., создавая вместе с архитектурой и скульптурой праздничный декоративный ансамбль. Храмовые комплексы Эллоры (созданные между 6-10 вв.) известны своей скульптурой, вообще занявшей с периода раннего средневековья господствующее место в убранстве храмов. На их стенах развёрнуты барельефные композиции с изображениями буддийских и брахманских богов и мифологических героев. Сравнительно с канонич. фигурами Будды, для которых стали характерны застыл ость и сухость форм, изображения брахманских богов - пластически сочные, исполненные напряжённой динамики. Величием образов и композиц. смелостью отличаются рельефы и гигантский бюст трёхликого Шивы Махадео в скальном храме на о. Элефанта (8 в.).

В 6-7 вв. определились 2 осн. типа наземного храма: сев. (индо-арийский) и юж. (дравидийский). Для храмов юж. типа характерно возвышающееся над святилищем завершение - чшикхара" в виде ступенчатой пирамиды с ложным куполом, тогда как для северных - шикхара пара-болич. очертаний с диском-чамалака" наверху. Принципы храмовой архитектуры Юж. И. были заложены в храмах Маха-балипурама и Канчипурама. В Маха-балипураме сохранились уникальные высеченные из валунов монолитные храмы-<ратхи" - прототипы святилища и над-вратной башни-"гопурам" южноинд. храма, а также шедевр южноинд. скульптуры - гигантский многофигурный барельеф "Нисхождение Ганга" (7 в.). В Канчипура-ме был сооружён храмовый комплекс (Кайласанатха, 1-я пол. 8 в.), к-рый лёг в основу развития композиции южноинд. храма в целом. Его прямоуг. двор, опоясанный изнутри рядами ниш со статуями божеств, включал выделенное шикхарой главное святилище и многоколонный зал для молящихся - "манта-пам". Композиция этого комплекса была повторена в одноимённом храме в Эллоре (сер. 8 в.). Иск-во пластики раннего средневековья достигло вершины в этом высеченном из скалы грандиозном комплексе с его многоколонными залами, галереями, монументальными статуями и рельефами, отмеченными острым драматизмом образов, динамикой сложных композиций.

Начиная с 10- 11вв.,с укреплением феодализма в И., быстро растут города, развёртывается храмовое стр-во. Градостроительство и архитектура этого времени развивались, следуя в основном принципам, изложенным в "Шилпашастре". Гражд. постройки не сохранились, т. к. они сооружались гл. обр. из недолговечных материалов - дерева, кирпича, тростника, глины и т. д. Архитектура храмов становится более пышной и декоративной, объёмно-пространственные композиции более сложными, планы более вычурными. Скульптура, неразрывно сливающаяся с архитектурой, принимает декоративный характер.

В 10-13 вв. в столицах различных гос-в И. возник ряд храмов, в которых проявилось своеобразие местных архит. школ. Храмы Ориссы, ярко выраженного сев. типа (храм Лингараджа в Бхубанешваре), обычно состоят из примыкающих друг к другу отдельных архит. объёмов (залов для молящихся, исполнения ритуального танца, приношений), среди к-рых выделяется святилище, увенчанное самой высокой шикхарой. Скульптура Ориссы, украшавшая храмы лишь снаружи, сохраняет монументальность форм и жизненную конкретность изображений (изваяния коней, фигуры танцовщиц, музыкантов у храма бога Солнца Шурья в Конараке, сер. 13 в.).

Для храмов Кхаджурахо, причисляемых к сев. типу (Кандарья Махадео, ок. 1000), характерны: компактность композиции (достигнутая слиянием архит. объёмов), обилие скульптурного убранства как наружных, так и внутр. поверхностей стен.

Храмы Майсура (Ченна Кесава в Белуре, Хойсалешвара в Халебиде; оба -12 в.), с сильно подчёркнутыми горизонтальными членениями, отличаются высоким качеством исполнения ювелирно-тонкого резного декора.

В Юж. И. в 10-11 вв. сооружались храмы [Большой храм (Брахадешвара), в Танджавуре, 11 в.], в к-рых архит. композиция, выкристаллизовавшаяся ещё в 8 в. в Канчипураме, получает своё завершение: шикхара обретает чёткость силуэта; декор, сдержанный и пластичный, строго подчиняется архитектонике здания.

На юге И. в 10-12 вв. распространяется бронзовая пластика. Среди статуй и статуэток индуистских божеств гл. место занимает изображение бога Шивы в виде многорукого Натараджана - бога танца.

Завоевание Сев. И. в кон. 12-нач. 13 вв. мусульм. феодалами принесло новые для И. культурные традиции Ср. Азии, Ближнего и Ср. Востока; господствующей религией стал ислам. В И. утвердились иные конструктивные элементы (арки, купола, своды) и типы сооружений (мечети, минареты, медресе, мавзолеи), небывалого расцвета достигло стр-во дворцово-крепостных ансамблей. Вместе с тем серьёзный удар был нанесён развитию скульптуры и живописи, т. к. религиозные требования ислама препятствовали изображению живых существ.

В декоративно-прикладном иск-ве стали развиваться преим. растит, и геом. орнаменты.

В период укрепления Делийского султаната (нач. 13-сер. 14 вв.) бы ли возведены мечеть Кувват-уль-Ислам (начата в 1193) с минаретом Кутб-Минар в Дели, сохранившим черты инд. зодчества (пластичность архит. масс, использование традиц. местного орнамента), а также города с мощными крепостными стенами: Сири, Джаханпанах, Туглакабад и Фирозабад (все-14 в.), ныне на терр. Дели, Даула-табад (14 в.) в Декане.

С распадом Делийского султаната художеств, силы страны рассредоточились по отд. феод, гос-вам. В султанате Гуджарат на основе местных традиций деревянного гражд. и кам. храмового зодчества были созданы сооружения, отличающиеся строгой архитектоничностью форм, контрастом гладкой поверхности стен фасада и изящного по рисунку декора (мечеть Сиди-Саид в Ахмадабаде, ок. 1515). В Бенгалии возникли своеобразные постройки, в к-рых использовался опыт кирпичного и бамбукового зодчества с применением в декоре резной терракоты (мечеть Адина в Пандус, ок. 1360). В гос-вах Декана в 14-17 вв. сооружались здания, сочетавшие в себе инж. достижения мусульм. архитектуры с местными архит. традициями (мавзолей ГолТумбаз в Биджапуре).

С образованием империи Великих Моголов (1526) иск-во И. переживает новый подъём, достигнув наивысшего расцвета при Акбаре. Во времена его правления (1556-1605) были созданы замечат. образцы гра достроит, и фортификац. иск-ваа крепость в Агре; город-крепость Фатих-пур-Сикри (1569-84), сохранившийся в том виде, в к-ром был задуман; форты в Аджмере (1570) и Аллахабаде (Илаха-бад). Складывается классич.тип центрально-купольного мавзолея, окружённого регулярным садом (мавзолей Хумаюна в Дели, 1565). При Шах-Джахане (17 в.) в архитектуре нарастает декоративность, усиливается стремление к роскоши, излюбленным материалом становится мрамор , нередко инкрустированный самоцветами. Традиционные формы мавзолея были доведены до совершенства в усыпальнице Тадж-Махал в Агре. Чертами наступившего упадка (безвкусица, отсутствие новых творческих замыслов) отмечены могольские постройки 18 в. (гробница Сафдарджанга в Дели, 1745-53).

На высоком уровне продолжало развиваться иск-во Раджастхана, сохраняя местные традиции. Многовековый опыт кам. крепостного стр-ва сказался в величественных, органически сливающихся с природой дворцово-крепостных ансамблях (Гвалияра, 16 в.; Датии, 17 в.; Удайпура, 16-18 вв., и др.), для к-рых характерен контраст массивных нижних этажей и "ажурных" верхних, с павильончиками, куполами и шпилями. Столица Раджастхана Джайпур (основана в 1728) с регулярной планировкой - один из лучших образцов города-ансамбля в мировом градостроительстве. Гл. средство достижения художеств, цельности застройки Джайпура - применение одних и тех же форм карниза, арки, купола, эркера. В городах Раджастхана на фасадах и в интерьерах домов встречаются росписи (нередко минеральными красками по сухой штукатурке) с изображениями бытовых мотивов и сцен сражений.

В период господства мусульм. феодалов в Сев. И. традиц. храмовая архитектура и скульптура развивались лишь на крайнем Ю., где по-прежнему господствовали брахманские жрецы. Вокруг старых храмов здесь воздвигались новые ограды с надвратными башнями -"гопурам", покрытыми скульптурой. С веками количество оград возрастало и храмовый комплекс превращался в крепостной город, включавший дворы с многоколонными открытыми галереями -мантапам и бассейнами для омовений (храмо-вке комплексы в Чидамбараме, Рамеш-Еараме, Мадурай и др.). К колоннам в мантапам нередко пристраивали огромные изваяния вздыбленных коней и фантастич. фигур.

В ср.-век. период в И. развитие получила миниатюрная живопись. Среди ранних школ инд. миниатюры известна гуд-жаратская школа (11-16 вв.). Будучи гл. обр. иллюстрациями религ. книг джайнов, гуджаратские миниатюры отличаются плоскостным, стилизованным изображением человеческих фигур, локальными красками. В 16 в. возникла мо-голъская школа миниатюры, в к-рой проявилось стремление к достоверности изображения, контрастирующее с традиционной плоскостностью и декоративизмом; распространение получили иллюстрирование исторических трактатов, портретный и анималистический жанры.

Многие традиции могольской школы миниатюры восприняла деканская школа, процветавшая в 16-17 вв. С сер. 16 в. развивается школа миниатюры Раджастхана, а позже школа Пахари (условно объединяемые нек-рыми исследователями в раджпутскую школу миниатюры). Рели-гиозно-мифологич. по тематике миниатюры обеих школ (более условные, чем мо-гольские) отличаются звучным колоритом, изящным линейным ритмом, лирич. проникновенностью.

В период англ. колон. господства (18 в. -1947) в И. проникает влияние европ. культуры, а национальная приходит в упадок. Стали быстро расти портовые города Калькутта, Мадрас, Бомбей, где уже с 17 в. англичане воздвигали свои форты, доки и христ. церкви. Возникают новые города - центры развивающейся пром-сти, а с ними и новые для И. типы сооружений: заводы, ж.-д. вокзалы, муниципалитеты. Вновь создаваемые города делились на кварталы: европ. - благоустроенные, с административными зданиями, особняками и парками, и инд. - с хаотич. застройкой, состоящей из хижин рабочих и доходных домов. Образец градостроительства колон. периода - Нью-Дели (застраивался с 1912 по 30-е гг.), геометрически правильно распланированные улицы к-рого застроены гл.обр. особняками и правительств. зданиями. С 18 до сер. 19 вв. в архитектуре административных, деловых зданий, частных резиденций преобладают формы англ, классицизма, а затем - неоготики. В полосу глубокого кризиса в колон, период вступило изобразит, иск-во И., постепенно утрачивающее свои древние традиции. Формированию нового проф. иск-ва способствовали основанные в 1850-х гг. несколько художеств, школ с европ. системой обучения. Среди проф. художников 2-й пол. 19 в. широко известен Р. Варма, обратившийся в своих жанровых картинах, выполненных в духе зап.-европ. академизма, к изображению жизни инд. народа.

В последней четв. 19- нач. 20 вв., с развитием нац.-освободит, движения и пробуждением интереса к нац. культуре, в архитектуре И. распространяется стилизация под традиц. формы инд. зодчества (ун-т в Хайдарабаде, 1918). На рубеже 19-20 вв. группа инд. художников во главе с А. Тагором и искусствоведом Э. Б. Хавеллом положила начало новому течению - -"Бенгальскому Возрождению", к-рое ставило своей целью создать на основе старых традиций инд. стенных росписей и миниатюры (гл. обр. могольской), а также кит. и япон. живописи новое нац. иск-во. Сцены сел. жизни и мифологич. композиции мастеров "Бенгальского Возрождения" ( Н. Боса, С. Гупты, С. Укила и др.) отличались лирической тонкостью, игрой стилизованных линий, но были далеки от проблем совр. жизни, почему возможности самого "Бенгальского Возрождения" оказались быстро исчерпанными. Вместе с тем оно оживило художеств, жизнь И., пробудило интерес к её культурным традициям и оказало сильное влияние на дальнейшие пути инд. иск-ва. В 20-е гг. очагом нового течения в иск-ве И., основывающегося на принципе сочетания традиций инд. иск-ва и отд. достижений" новейших зап. направлений, стала художеств, школа в Шантиникетоне (близ Калькутты). С последней были связаны художники Г. Тагор и др. В 30-40-е гг. выступили художники А. Шер-Гил (к-рая в своих произв., посвященных жизни инд. народа, органически соединила традиции живописи Аджанты и постимпрессионизма) и Дж. Рой (опиравшийся в своём творчестве на традиции бенг. лубка). В те же годы выступают и крупнейшие представители реалистич. направления: живописец А. Бос, скульптор и живописец Д. П. Рой Чоудхури, скульптор В.П. Кармаркар, творчество к-рых с новой силой раскрылось в 1950-е гг.

Храмовый комплекс в Чидамбараме 10-16 вв.

С завоеванием независимости в И. развернулось грандиозное по масштабам стр-во, связанное гл. обр. с индустриализацией страны. В 1950-60-е гг. с помощью сов. и др. иностр. специалистов возводились гидроэнергетич. комплексы (крупнейший - Бхакра-Нангал), металлургические комбинаты (в Бхилаи, 1-я очередь - 1956-61, 2-я - с 1962), машиностроит. з-ды (в Ранчи, 1961-63). Вокруг крупных производств, предприятий возникают города и посёлки. Так, за 1950-1960-е гг. выросло ок. 500 новых городов с регулярной планировкой улиц, застроенных различными по комфорту малоэтажными домами с внутренними дворами и садами (Гандидам, с 1948, арх. О. Кёнигсбергер; Чандигарх, 1951-56, группа инд. и иностр. архитекторов во главе с Ле Корбюзье; Бхилаи, с 1963, группа инд. архитекторов). Растут старые города (Дели, Калькутта, Бомбей, Мадрас), застраиваемые 4-5-этажными жилыми домами в новых р-нах и 12- 20-этажными башенными общественными зданиями в центре. На окраинах большинства городов продолжают тесниться лачуги рабочих и городской бедноты. Жилые и общественные здания в крупных городах сооружаются в духе эклектики, в формах совр. зап.-европ. стилей (гл. обр. функционализма', банк в Калькутте, 1969, арх. А. Гупта), а также в стиле, сочетающем традиц. и совр. строит, материалы, технич. приёмы и объёмно-пространств. решения (Музей Ганди, 1960-63, арх. Ч. Корреа, Ин-т индологии, 1960-63, арх. Б. Доши и др., оба - в Ахмада