загляните на купон-скидку или справочники: окна kbe, окна veka, окна rehau, остекление балкона, остекление лоджии, изготовление окон, монтаж окон, остекление, производство окон, металлопластиковые окна, окна пвх, пластиковые окна, установка окон, стеклопакеты и евроокна.



ВСЁ О СТРОИТЕЛЬСТВЕ, ЖЕЛЕЗОБЕТОНЕ, БЕТОНЕ, АРХИТЕКТУРЕ И НЕ ТОЛЬКО...:
ОПРЕДЕЛЕНИЯ:

АСФАЛЬТИРОВАНИЕ, устройство асфальтобетонных покрытий на автомобильных дорогах, улицах, аэродромах и т. п. путём укладки и уплотнения асфальтобетонной смеси по предварительно подготовленному основанию. В зависимости от назначения покрытия асфальтобетонную смесь (асфальтобетон) укладывают в один или два слоя на основание из щебня, гравия (нежёсткое основание) или бетона (жёсткое основание). Нижний слой толщиной 4-5 см устраивают из крупно- или среднезерни-стой смеси с остаточной пористостью 5-10% ; верхний слой толщиной 3-4 см-из средне- или мелкозернистой смеси (остаточная пористость 3-5%). При тяжёлых нагрузках и интенсивном движении транспорта покрытия устраивают 3-4-слойными общей толщиной 12-15 см. АСФАЛЬТИРОВАНИЕ начинается с очистки основания от пыли и грязи механич. дорожными щётками и поливомоечными машинами, исправления неровностей основания, обработки его поверхности жидким битумом или битумной эмульсией. Асфальтобетонная смесь приготовляется в асфальтобетоно-смесителях на стационарных или полустационарных заводах (установках), доставляется на место автомобилями-самосвалами и загружается в приёмный бункер асфалътобетоноукладчика, к-рый укладывает, разравнивает и предварительно уплотняет смесь. Окончат. уплотнение осуществляется катками дорожными. .


КОММУНАЛЬНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО, отрасль строительства, занятая сооружением объектов, связанных с обслуживанием жителей городов, посёлков городского типа, районных сельских центров и населённых пунктов сельской местности. В числе этих объектов: системы водоснабжения и канализации с очистными сооружениями и сетями; сооружения городского электрического транспорта с путевым, энергетическим хозяйством, депо и ремонтными предприятиями; сети газоснабжения и теплоснабжения с распределительными пунктами, районными и квартальными котельными; электрические сети и устройства напряжением ниже 35 кв; гостиницы; городские гидротехнические сооружения; объекты внешнего благоустройства населённых мест, озеленения, дороги, мосты, путепроводы, ливнестоки; предприятия санитарной очистки, мусороперерабатывающие и др. Планомерное развитие КОММУНАЛЬНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА в СССР началось ещё в 1-й пятилетке и осуществлялось нарастающими темпами до начала Великой Отечеств, войны 1941-45. В годы 4-й пятилетки (1946-50) проводились работы по восстановлению объектов коммунального назначения, разрушенных во время нем.-фаш. оккупации. В последующие годы КОММУНАЛЬНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО велось высокими темпами в связи с бурным развитием промышленности, культуры, увеличением численности городов и посёлков городского типа .
ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО, теория и практика планировки и застройки городов (см. Город). ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО определяют социальный строй, уровень развития производственных сил, науки и культуры, природно-климатичие условия и национальные особенности страны. ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО охватывает сложный комплекс социально-экономических, строительно-технических, архитектурно-художественных, а также санитарно-гигиенических проблем. Общим для ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО досоциалистических формаций является большее или меньшее влияние на него частной собственности на землю и недвижимое имущество..
ЗЕЛЁНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО, составная часть современного градостроительства. Городские парки, сады, скверы, бульвары, загородные парки (лесопарки, лугопарки, гидропарки, исторические, этнографические, мемориальные), национальные парки, народные парки, тесно связанные с планировочной структурой города, являются необходимым элементом общегородского ландшафта. Они способствуют образованию благоприятной в санитарно-гигиеническом отношении среды, частично определяют функциональную организацию городских территорий, служат местами массового отдыха трудящихся и содействуют художественной выразительности архитектурых ансамблей. При разработке проектов садов и парков учитывают динамику роста деревьев, состояние и расцветку их крон в зависимости от времени года.

Главная страница
Поиск по сайту
Оглавление страниц

Объяснение слов: словарь, справочник, информация. Строительство, экономика, промышленность - все сферы жизни: от А до Г, от Г до П и от П до Я

ностроение. Созданы локомотивостроит. завод в Читтаранджане, з-д дизельных локомотивов в Варанаси, вагоностроит. з-д в Перам-буре (пригород Мадраса), авиац. з-д в Бенгалуру. Произ-во локомотивов, товарных вагонов, автостроение растут в гос. и частном секторе. Построены мощные гос. заводы тяжёлого машиностроения в Ранчи и тяжёлого горношахтного оборудования в Дургапуре (с помощью СССР); гос. з-ды тяжёлого энергооборудования в Бхопале, Хайдарабаде и др. центрах. Развиваются станкостроение, приборостроение. Крупнейшие города - Бомбей, Калькутта, Мадрас, Бенгалуру - являются гл. центрами развития машиностроения. Тяжёлое, металлоёмкое машиностроение тяготеет к гл. угольно-металлургич. базе, к Дамодарскому басе. Центры машиностроения возникают и в глубинных р-нах (Кота, Ришикеш и др.).

Химическая пром-сть. И. располагает богатой сырьевой базой для произ-ва щелочей (известняки, поваренная соль). Произ-во кальцинированной соды увеличилось с 45 тыс.ти в 1950/51 до 314 тыс. т в 1968/69 (преим. в шт. Гуджарат); кау-стич. соды - с 12 тыс. т до 314 тыс. т (шт. Тамилнад, Махараштра, Гуджарат). Большое значение придаётся увеличению выпуска удобрений (ещё в 1967/68 ок. 70% минеральных удобрений И. импортировала). Крупнейшие из предприя тий минеральных удобрений - гос. комбинаты азотных удобрений в Синдри и Нангале. Развивается органическая химия - нефтехимия, произ-во искусственного и синтетич. волокна, лекарств, ин- сектицидов. Развита цем. пром-сть.

Текстильная и пищевкусовая - традиционные отрасли пром-сти И. Хл.-бум. пром-сть по своей мощности среди зарубежных стран сохранила одно из первых мест. В 1969/70 было выработано хл.-бум. тканей 4,2 млрд. м фабричными и 3,6 млрд. м кустарными предприятиями. Св.4/2 хл.-бум. фабричных тканей вырабатывается в Бомбейско-Ахмадабадском пром. р-не, хотя его роль относительно снижается. Другие крупнейшие центры хл.-бум. пром-сти - Коимбатур, Мадурай, Мадрас в Юж. И., Канпур и Дели в Сев. И., Нагпур, Индаур, Удджайн в Центр. И. Увеличивается применение искусств, и синтетич. волокон (особенно в Зап. и Юж. И.), из них вырабатывается почти 1 млрд. л тканей (1968/69). Города Майсур, Сурат, Сринагар - традиционные центры произ-ва тканей из натурального шёлка. В Канпуре и городах Сев.-Зап. И. развита шерстяная пром-сть. Шт. Керала специализируется на выработке изделий из волокон кокосовых орехов (койровая пром-сть), гл. центр - Аллеппи. И. наряду с гос-вом Бангладеш относится к крупнейшим в мире производителям джутовых изделий. Почти вся джутовая пром-сть (ок. 100 предприятий, на к-рых работает 256 тыс. чел.) концентрируется в Калькутте и её пригородах. Джутовая пром-сть работает гл. обр. на экспорт, но доля внутр. потребления джутовых изделий растёт (с 15,7% в 1947/48 до 31,8% в 1965/66).

В пищ. пром-сти ведущая отрасль - произ-во сахара. Св. 1/2 мощностей сах. з-дов приходится на шт. Уттар-Прадеш; сах. пром-сть быстро развивается в шт. Махараштра и в Юж. И. Почти повсеместно распространены мукомольное произ-во (преим. кустарные предприятия), выжимка растит, масел. Важное экспортное значение имеют табачная пром-сть (крупнейший центр - Гунтуру), обработка орехов кэшью (Коллам и др. города шт. Керала). И. занимает одно из первых мест в мире по выработке и экспорту кож.-дубильной продукции, шкур мелкого рог. скота, гл. обр. козлины (производимой в основном кустарными предприятиями) и обуви. Важнейшие центры кож.-обув, пром-сти - гг. Канпур, Калькутта, Мадрас, Агра. О произ-ве отдельных видов пром. продукции см. табл. 7.
Табл. 7. - Производство отдельных видов промышленной продукции
Продукция

1950/51

1960/61

1965/66

1969/70

1973/74 (план)
Электроэнергия, млрд. квт*ч

5,9

20,1

36,8

51,4

85
Сталь (в слитках), млн. т

1,47

3,48

6,53

6,4

10,8
Алюминий, тыс. т

4,0

18,3

62,1

135,1

220
Продукты нефтепереработки, млн. т

0,4

5,8

9,4



26
Станки, млн. рупий

3,4

70,0

294,3

300

650
Цемент, млн. т

2,7

8,0

10,8

13,8

18
Серная кислота, тыс. т

101

368

662

1197

2500
Азотные удобрения (связанный азот), тыс. т

9

101

232

716

2500
Джутовые изделия, тыс. т

837

1097

1399

944

1400
Хл.-бум. пряжа, тыс. т

534

801

907



1150
Сахар, млн. т

1,13

3

3,5

4,3

4,7


Табл. 8. - Развитие транспорта


Длина, тыс. км



Грузооборот


же л. дороги

автогужевые дороги1

ж.-д.транс-порта

автотранспорта

мор. портов

каботаж
млрд.

т/км

млн. т

млн. т
1950/31

54,8

157

44,1

5,5

23,7

2,5
1968/69

59,6

325

125

40

63

14
1 С твёрдым покрытием.

<

И.-одна из крупнейших кинопромышленных стран мира. По числу выпускаемых фильмов занимает одно из первых мест в мире (см. раздел Кино).

Правительство оказывает поддержку развитию мелкой и кустарной пром-сти; в этом секторе ускоренно развиваются такие отрасли, как металлообработка и химия. В 1970 пр-вами штатов создано ок. 400 "пром. территорий" (industrial estates), обеспечивающих на льготных условиях мелких предпринимателей производств, помещениями, коммуникациями, отд. видами инфраструктуры. Почти повсеместно распространены ручная выработка пряжи и особенно ручное ткачество; разнообразная "деревенская" пром-сть - ручная обработка риса и др. зерновых, кустарная выработка сахара ("гур" и "кхандасари"), гончарное производство, обработка кож и шкур, производство спичек и т. д. Сохраняют своё значение в экономике художеств, ремёсла (производство ювелирных изделий, ковров, шалей, чеканка по металлу, резьба по дереву, слоновой кости и др.).

В ткацкой мастерской. Ручное производство шёлковой ткани (г. Варанаси).

Транспорт. На ж.-д. транспорт приходится 3/4 грузовых и большая часть пасс, перевозок. Существ, прогресс достигнут за годы независимости в развитии авто-и авиатранспорта, мор. флота.

И. имеет обширную по протяжённости ж.-д. сеть. Однако интересы экономич. развития страны требуют увеличения пропускной способности наиболее грузо-напряжённых направлений, стр-во подъездных путей и жел. дорог в р-нах крупных гос. новостроек. Жел. дороги раз-ноколейные: ок. 48% - ж. д. широкой колеи, остальные - метровой (44% ) и узкой (8%). Св. 60% перевозок приходится на 18% ж. д. широкой колеи. К 1947 были электрифицированы лишь 300 км - пригородные линии Бомбея и Мадраса, а к 1969 - св. 3 тыс. км. Доля автотранспорта в грузовых перевозках повысилась за период с 1950/51 по 1968/69 более чем в 2 раза. О развитии отдельных видов транспорта см. в табл. 8.

Речное судоходство осуществляется лишь на протяжении 13,5 тыс. км, из них 8,5 тыс. км в басе. Брахмапутры.

Общий тоннаж морского флота - 2,3 млн. брутто per. т (оценка на 1970). Собственный флот обеспечивает лишь ок. 20% морских внешнеторг. перевозок; 17 млн. m грузов перерабатывает Бомбей, 9 млн. т - Калькутта, 8 млн. т - Мар-маган; Вишакхапатнам, Мадрас, Ко-чин - по 5-6 млн. т. К числу главных относятся и два новых порта - Кандла и Парадип.

Все важнейшие центры связаны авиалиниями. Междунар. аэропорты - в Бомбее, Калькутте, Дели и Мадрасе.

Внешняя торговля. К нач. 1970-х гг. доля И. в стоимости мировой внеш. торговли составляла менее 1 %. Баланс внешнеторгового оборота дефицитен, однако размеры отрицат. сальдо имеют тенденцию к сокращению (в млрд. рупий): в 1967 экспорт 12,0, импорт 20,1, в 1968 соответственно 13,6 и 19,1, в 1969 - 14,1 и 15,7. Гл. статьи традиц. экспорта - джутовые изделия, чай, хлопок и хл.-бум. ткани. Прирост экспорта происходит за счёт расширения вывоза нетрадиционных товаров, в первую очередь продукции тяжёлой пром-сти - металлов и металлоизделий, машин и оборудования, химикатов; из минер, сырья вывозится железная руда (занявшая 3-е место в инд. экспорте после джутовых изделий и чая), марганцевая руда и слюда. Св. 1/3 инд. импорта составляют машины, оборудование и металлоизделия; сокращается импорт зерна и зернопродуктов; ведущими статьями импорта также являются основные металлы, нефть и нефтепродукты, минеральные удобрения, химикаты, химическое сырьё.

На США приходится 29,3% инд. импорта и 17% экспорта (1969), на Великобританию соответственно 6,4% и 11,6%; значит, место в инд. импорте занимает ФРГ (5,3%), но её доля в инд. экспорте лишь 2,2% ; быстро расширяются внешнеторговые связи с Японией (4,3% инд. импорта, 12,7% экспорта) - гл. потребителя инд. железной руды и др. сырья. Развивается торговля И. с СССР и др. европ. социалистич. гос-вами. Доля СССР возросла в инд. импорте с 0,3% в 1954/55 до 10,9% в 1969, в экспорте - с 0,4% до 12,5% . В целом на социалистич. страны приходится J/s инд. экспорта. Возрастает значение и других форм экономич. отношений И. и Сов. Союза, др. социалистич. стран, что особенно содействует повышению роли гос. сектора в экономике И. Увеличивается товарооборот И. с развивающимися странами. В 1969 И. посетило 244,7 тыс. иностр. туристов. Ден. единица - инд. рупия, равная 100 пайсам. По офиц. курсу Госбанка СССР на февр. 1972 100 рупий равны 11,39 руб.

Экономико-географические районы. Северо-Восток (шт. Зап. Бенгалия, Бихар, Орисса; 13,7% пл. и 22,4% населения И.)- крупнейший рисосеющий и джутовый р-н со значит, распространением сах. тростника в левобережье Ганга и чая - в предгорьях Гималаев. Р-н -< гл. угольно-металлургич. база страны с быстро развивающимся тяжёлым машиностроением. Северо-Восток даёт 1/3 чистой стоимости фаб.-зав. общеиндийской пром-сти (в т. ч. значит, роль джутовой и пищ. пром-сти). Р-н богат полезными ископаемыми (80% всей добычи угля). Машиностроение специализируется на выпуске металлургич. и горно-шахтного оборудования, а также оборудования для лёгкой пром-сти. Стержень р-на - чётко оформившийся Калькутт-ско-Дамодарский пром. пояс. Важную роль играет комплексное развитие басе, р. Дамодар, к-рым руководит автономная гос. орг-ция - Корпорация Дамодар-ской долины. Внутр. части терр. шт. Бихар и Орисса остаются одними из наиболее экономически отсталых терр. страны. Крайний Северо-Восток (шт. Ассам, Мегхалая, Нагаленд Трипура и Манипур; 7,7% пл. и 3,6% населения И.) - преим. горный район, отсталый в хозяйственном отношении. В долине Брахмапутры и на терр. Трипуры сосредоточено ок. 1/2 чайных плантаций страны; в низовьях Брахмапутры - ок. 1/5 общих сборов джута. Рис -= осн. продовольств. культура. В предгорьях и на плато - насаждения цитрусовых. Свиноводство. Р-н даёт 1/2 общей добычи нефти в стране (месторождения Дигбой, Моран, Нахоркатья в долине Брахмапутры). Нефтепереработка в Диг-бое и Нунмати. Северный Центральный район (шт. Уттар-Пра-деш; ок. 9% пл. и 1/6 общего числа жителей И.), расположенный б. ч. в средней части Гангской долины, даёт ок. 1/5 общих сборов зерновых, гл. обр. пшеницы (1/3 общего урожая), ячменя (св. 1/2), кукурузы (1/5), бобовых (св. 1/3). Это осн.сахаропроизводящий р-н (ок. 47 % урожая сах. тростника) и крупный производитель масличных (1/5 общих сборов) - горчицы, рапса, кунжута, льна. Доля в объёме производства фабричной пром-сти И. всего ок. 7%. Традиционные отрасли - хл.-бум., концентрирующаяся главным образом в крупных городах (Канпур, Варанаси, Агра, Илахабад, Лакхнау и др.), и сах. промышленность. Распространены ремесленные и кустарные произ-ва. В старых пром. центрах развиваются машиностроение и химия. Создаются новые пром. центры: в Барели действует единств, в стране з-д синтетического каучука; на С.-З., в предгорьях Гималаев, с помощью СССР построен гос. з-д тяжёлого электрооборудования (Хар-двар); сооружаются ГЭС - Джамна и Рамганга; на крайнем Ю.-В. у Риханда построены ГЭС и две ТЭС; действует алюминиевый комбинат.

Центр (шт. Мадхья-Прадеш; 13,6% пл. и 7,6% населения И.)-с.-х. зерновой район. Зерновые вывозятся в др. р-ны страны. Гл. технич. культура - хлопчатник (около 8% общего урожая). На Центр приходится более 1/4 лесопокры-той площади страны. Здесь осуществляется "Проект Дандакаранья" - освоение пустующих земель. Р-н даёт лишь ок. 3% пром. фабричной продукции (гл. обр. хл.-бум. ткани). Основой хоз. подъёма р-на стал Бхилайский металлургический комбинат. В тесной связи с ним растёт Корба - центр угледобычи; здесь строится гос. алюминиевый з-д. С 1966 разрабатывается крупное железорудное месторождение Байладила; добываются марганцевые руды; в Панне - единственный в стране центр добычи алмазов. Общегос. значение имеют и др. гос. новостройки - з-д тяжёлого энергетич. оборудования в Бхопале, бум. ф-ка в Непанагаре.

Северо-Запад (шт. Пенджаб, Харьяна, Раджастхан, Химачал-Прадеш, Джамму и Кашмир и союзная территория Дели; ок. 22% общей пл. и 11,2% населения И.). Северо-Запад - крупнейший в стране производитель пшеницы и бобовых (св. 1/3 общих сборов), а также хлопка высоких сортов (Пенджаб и Харьяна -св. 1/5 общих сборов). Ведущий р-н товарного животноводства: разведение кр. рог. скота, овцеводство, верблюдоводство. В горных р-нах развиты животноводство и лесное хозяйство; в долинах - садоводство. На Северо-Запад приходится ок. 7% стоимости чистой продукции фабрично-заводской пром-сти. Специализация на произ-ве хл.-бум. (Дели, Амритсар, Лудхиана, Хисар, Аджмер и др.), шёлковых (Амритсар, Сринагар), шерстяных (Лудхиана, Гурдаспур, Амбала, Биканер и др.) тканей. Развиваются металлообработка, машиностроение и станкостроение (в Дели и тяготеющих к нему центрах, Чандигархе и др.). Новые пром. центры возникли на базе мощных гидроэнергетич. новостроек: Бхакра-Нангал (комбинат азотных удобрений, з-д тяжёлой воды); Кота, связанная с Чамбальским гидроузлом (химия, машиностроение). В Ранапратап-сагаре строится атомная электростанция (400 тыс. квт). Добыча свинцово-цинко-вых руд, слюды, поваренной соли. В Са-ваи-Мадхопур - крупнейший цементный завод.

Запад (шт. Махараштра и Гуджарат, союзные терр. Дадра и Нагархаве-ли, Гоа, Даман и Диу; 16,2% пл. и 14,2% населения И.)-ведущий пром. и с.-х. р-н преим. суходольного земледелия: гл. хлопководч. база страны и осн. производитель (40% общего сбора) арахиса. Расширяются площади под сах. тростником. Осн. продовольств. культуры - просяные (джовар и баджра) и рис. Гуджарат - один из ведущих табаководческих и животноводческих штатов страны (молочное и шёрстное животноводство). Садоводство (мандарины, манто, бананы). На район приходится ок. '/з чистой продукции фаб.-зав. пром-сти страны. Запад является одним из главных р-нов хл.-бум. пром-сти И. Р-н поставляет почти э/4 поваренной соли, почти 4/4 общей добычи бокситов, значит, часть марганца, угля, жел. руды (св. 6 млн. т в Гоа). Запад превращается в ведущий р-н нефтедобычи (Анклешвар), нефтепереработки и нефтехимии (Бомбей и Кояли), разнообразных хим. произ-в и машиностроения.

Южная Индия (шт. Андхра-Прадеш, Майсур, Тамилнад, Керала, союзные терр. Пондишери, о-ва Андаманские и Никобарские, Лаккадивские, Миникой и Аминдивские; 1/5 пл. и 1/4населения И.)-важный р-н плантаций, рисосеяния, ведущий производитель масличных (арахиса, клещевины и др.), выращивания кокосовых пальм, табаководства и хлопководства (почти 1/5 общих сборов). В юж. горных массивах и их предгорьях имеются плантации чайного куста и чёрного перца, кофе, каучуконосов (гевея). Гл. район морского рыболовства . Традиционная специализация промышленности - хл.-бум. прядильное произ-во, переработка кож, маслодельная, чаепрессовочная пром-сть; обработка орехов кэшью (Керала). В Южной И.- разработки золота и монацитовых песков, осн. добыча магнезитов, ведётся добыча жел. и марганцевых руд, слюды. Развиваются машиностроение и хим. пром-сть (в крупных городах - Мадрасе, Бенгалуру, Коимбатуре, Хайдарабаде), качественная металлургия (Бхадравати) и алюм. пром-сть (Алвае, Селам, р-н Ша-равати ГЭС). Растут приморские центры нефтепереработки на базе импортной нефти (Вишакхапатнам, Кочин, Мадрас).

Г. В. Сдасюк.

Лит.: Осколкова О. Б., Северная Индия, М., 1958; её же, Центральная Индия, М., 1961; Княжинская Л. А., Западная Индия, М., 1959; К о м а р И. В., Попов К. М., Проблемы экономического районирования Индии, "Изв. АН СССР, Сер. географическая", 1962, № 1; Баталов А., Княжинская Л., Сдасюк Г., Южная Индия, М., 1966; Проблемы экономического и социального развития независимой Индии, М., 1967; Маляров О. В., Концентрация капитала и производства в Индии, М., 1968; Шевцова Т. И., Национальный и иностранный капитал во внешней торговле независимой Индии, М., 1968; Дегтя рь Д., Плодотворное сотрудничество, М., 1969; Владимирский Л. А., Экспортные отрасли и экспорт Индии, М., 1970; Гурвич Р. П., Индия. Продовольствие - возможности иперспективы, М., 1970; Notes on perspective of development India: 1960/1961 to 1975/1976, New Delhi, 1964; Committee on transport policy and coordination. Final report, New Delhi, 1966; Report of the monopolies inquiry commission, 1965, New Delhi, 1966; Sen Gupta P., Sdasyuk G., Economic regionalization of India: problems and approaches, New Delhi, 1968; Statistical abstract of the Indian Union, 1967, New Delhi, 1968; Census of India, 1971, Paper I of 1971-Supplement.

VIII. Вооружённые силы

Вооружённые силы И. состоят из сухопутных войск, ВВС и ВМС. Главнокомандующий - президент, непосредственное руководство войсками осуществляет министр обороны. Армия, авиация и флот комплектуются путём вербовки добровольцев; всеобщей воинской повинности в И. нет. Офицерский состав готовится в воен. училищах, а также в нац. кадетском корпусе. Часть офицеров спец. родов войск проходит подготовку за границей. Имеется 4 воен. округа: Зап., Центр., Вост. и Южный. Общая численность вооруж. сил (1971) ок. 980 тыс. чел.; кроме того, в их состав входят терр. войска, охранные войска и Джамму-Кашмирская милиция (всего более 100 тыс. чел.). Сухопутные войска (ок. 860 тыс. чел.) имеют 23 пехотные и горно-пехотные дивизии, 1 бронетанковую дивизию, 10 отд. бригад, отд. части и подразделения спец. войск - связи, инженерные и др. ВВС (ок. 80 тыс. чел.) состоят из штабов авиац. командований, в к-рые входят авиац. крылья. Всего имеется ок. 625 боевых самолётов, ВМС (ок. 40 тыс. чел.) состоят из Зап. и Вост. воен.-мор. командований. В составе ВМС 1 авианосец, 2 крейсера, 3 эскадренных миноносца и 14 сторожевых кораблей противолодочной обороны, 4 подводные лодки и вспомогат. суда. Воен.-мор. авиация имеет более 60 самолётов и вертолётов. Осн. воен.-мор. базы: Калькутта, Кочин, Мадрас. Вооружение и боевая техника армии и флота гл. обр. иностр. произ-ва, нек-рые виды арт.-стрелк. вооружения и боеприпасов производятся собственной воен. промышленностью.

IX. Медико-географическая характеристика

Медико-санитарное состояние и здравоохранение. В 1968 на 1000 жит. рождаемость составляла 42,8, общая смертность - 16,7; точной регистрации детской смертности нет. Ср. продолжительность жизни 52 года. Преобладает инфекционная патология. Повсеместно распространены кишечные инфекции, гельминтозы (анкилостомидозы, аскаридоз), трахома, являющаяся причиной 60-80% случаев слепоты, туберкулёз (5 млн. чел. нуждаются в лечении; умирает ежегодно 1 млн. чел.), детские инфекции. В стране ок. 2,5 млн. больных проказой. Характерной краевой патологией является холера. Ежегодно регистрируются вспышки оспы. Встречаются заболевания, вызванные ар-бовирусами (лихорадка денге, чикун-гунья, болезнь Кьясанурского леса, японский и западнонильский энцефалиты), риккетсиозы (цуцугамуши). В р-нах, эндемичных по филяриатозам, живут 122 млн. чел. Характерна чрезвычайно высокая заболеваемость раком органов полости рта и носоглотки. В 1955-60 начата плановая борьба с ин-фекц. болезнями. В результате успешных противомалярийных мероприятий резко снизилась заболеваемость малярией: в 1962 смертность от малярии составила 0,29 на 1000 жит. против 8,79 в 1944. Поражённость малярией остаётся ещё достаточно высокой в сев.-вост. части Декана, в предгорьях Гималаев. Долина р. Ганг и равнинная часть р. Брахмапутра, а также дельты pp. Кавери, Кришна, Годавари на вост. побережье п-ова Индостан эндемичны по классич. холере; здесь также широко распространены гельминтозы, калаазар, филяриатозы. На зап. и вост. побережьях Индостана большая поражённость анкилостомидозами, аскаридозом, филяриатозами; шт. Керала эндемичен по бругиозу. В сухих р-нах центр, части Декана и на западе И. регистрируются природные очаги чумы, распространены кожный лейшманиоз, трахома, дракункулёз.

Центральное мин-во здравоохранения и планирования семьи ведает вопросами мед. образования, деятельностью н.-и. учреждений, руководит органами здравоохранения штатов в портах и аэропортах и т. д. Общее направление и планирование нац. здравоохранения правительство осуществляет через высший консультативный орган - Центр, совет здравоохранения, в состав к-рого входят союзный министр здравоохранения (председатель совета) и министры здравоохранения штатов.

В 1967 функционировало 15,7 тыс. больниц на 325,5 тыс. коек (0,6 койки на 1000 жит.), 1,5 тыс. поликлинич. отделений больниц, 4,4 тыс. центров здоровья и 10,5 тыс. диспансеров. Работали (1970) 112 тыс. врачей (1 врач на 4910 жит.), 9 тыс. зубных врачей, 51 тыс. фармацевтов и ок. 120 тыс. средних мед. работников. Кроме того, в И. широко практикуется нар. медицина (число лекарей, занимающихся ею, не поддаётся учёту). Мед. кадры готовят в 81 мед. и 13 зубоврачебных колледжах и 11 др. мед. уч. заведениях, а также в 480 школах по подготовке среднего мед. персонала. В 1963-64 ассигнования на здравоохранение составили 5,6% гос. бюджета.

И. обладает большим количеством источников минеральных вод и клима-тич. станций. Среди минеральных источников преобладают термальные и гипертермальные источники газовых сероводородных вод Кава Гандхвани (35 °С), Дуари (45 °С), Сураи Кунд (87 °С), смешанных углекислосероводородных вод Харак (38 °С), Татлой (60 °С) и углекислых вод Бхимбард-Спрингс (64 °С), Ри-шикун - 3 группы источников с темп-рой воды 40-46 оС и др. Из 47 источников радоновых вод 9, расположенных в шт. Бихар, относятся к высокорадиоактивным (Паталсур, Кава Гандхвани, Брахма-кунд и др.), 10 источников - к сильнорадиоактивным (Сахна в Пенджабе, Аквикунд в Бенгалии и др.), 7 - к среднерадиоактивным и 21 - к слаборадиоактивным.

Климатич. станции И. отличаются большим разнообразием природных леч. свойств. Популярна Симла, расположенная в Гималаях (на высоте 2100 л), для лечения переутомления, анемии и др. Для больных туберкулёзом организованы ст. Джармпур (1500 м), Хакратор (2100 м), Алмора (1800 м), Кветта в Белуджистане (1550 м), Коонор и Котагири (1800 м). Один из лучших курортов И.- Окаламунд в Мадрасе (2200 м); лечение больных с переутомлением, анемиями, воспалит, заболеваниями желудка. Из приморских курортов известны: Вальтер на вост. побережье (лечение туберкулёза лёгких и катаров верхних дыхат. путей), Пури возле Калькутты (лечение гипер-тонич. болезни, хронич. заболеваний почек, катара верхних дыхат. путей) и др. н. Н. Дарченкова, И. Б. Панина.

Ветеринарное дело. Высокая плотность поголовья с.-х. животных, острый недостаток кормов, большое число видов кровососущих членистоногих переносчиков, ограниченность иммунопрофилактики создают предпосылки для значит, распространения многих инфекц. и инвазионных болезней. Очень распространён ящур (19 564 новых очага за 1968-69). В 1969 в И. зарегистрировано новых очагов: бешенства - 348, чумы рогатого скота - 359, эмфизематозного карбункула - 7144, оспы овец и коз - 844, болезни Ньюкасла птиц - 1903, геморра-гич. септицемии - 7006, трипаносомоза - 193. Широко распространены также лептоспирозы, сибирская язва, бруцеллёз и туберкулёз рогатого скота; оспа и респираторный микоплазмоз среди птиц, повальное воспаление лёгких кр. рог. скота (старые очаги в р-не Ассама), инфекц. агалактия овец и коз, псевдотуберкулёз, скрейпи и катаральная лихорадка овец, различные гельминтозы и кровепаразитные болезни, а также болезни недостаточности микроэлементов, витаминов и минеральных веществ. Подготовка вет. врачей осуществляется в 19 вет. колледжах. В И. св. 9 тыс. вет. врачей (1970). Вет. служба построена по терр. принципу, имеются вет. лаборатории и станции. Важнейший центр научных исследований - Изатнагарский ин-т, имеющий филиал в Муктешваре.

X. Просвещение

Почти 200-летнее англ, колон, господство в И. оставило тяжёлое наследие в области образования. К моменту освобождения И. единой для всей страны системы образования не было; в 1946 на всех уровнях обучалось только 18,24 млн. чел. из 296,1 млн. чел. населения. После провозглашения независимости Конституция 1950 декларировала введение к 1960 обязат. бесплатного обучения детей до 14 лет (осуществление этого решения отнесено на 1985). К 1971 уровень грамотности населения достиг 29,4%. Образование находится в ведении мин-в просвещения штатов, работающих под руководством союзного Мин-ва просвещения.

Совр. система нар. образования И. имеет сложную структуру: дошкольные учреждения для детей 3-6 лет (число их незначительно, принадлежат гл. обр. частному сектору), начальные и младшие "основные" школы (дети 6-11 лет), неполные средние и старшие "основные" школы (11-14 лет), полные (высшие) средние школы (11-17 лет). Принципы "основного" образования были сформулированы М. Ганди в 1937. Осн. элементом образования, по Ганди, должен быть труд детей без различия касты, класса, религии, что имеет для И. большое значение. "Основные" школы дают общее образование и готовят выпускников к практич. деятельности. Число уч-ся нач. школ выросло с 14,11 млн. в 1946/47 уч. г. до 55 млн. в 1968/69 уч. г. (77,3% возрастной группы); охват неполным ср. образованием возрос с 6,7 млн. уч-ся в 1960/61 уч. г. до 12,27 млн. уч-ся в 1968/69 уч. г. (32,3% возрастной группы); охват ср. образованием - с 3,03 млн. уч-ся в 1960/61 уч. г. до 6,58 млн. уч-ся в 1968/69 уч. г. (19,3?^ возрастной группы). В силу различных социальных причин отстаёт обучение девочек: в 1968/69 уч. г. в нач. школе обучалось только 20,56 млн. девочек (37,1% ), в неполной ср. школе число уч-ся девочек составляло 28,6%, а в полной ср. школе - 24,8% от общего числа уч-ся, В гос. нач. школах обучение бесплатное, преподавание ведётся на родном языке, а в многонац. р-нах - на региональном языке. В частных нач. школах (их 25% ) обучение платное. В большинстве ср. школ обучение платное. С 1967 в систему школьного образования введена т. н. трёхъязыковая формула - в школах не-хиндиязычных штатов изучаются три языка - национальный, хинди и английский, а в школах хиндиязычных штатов, кроме хинди и английского, один из региональных языков. С 1967 ведётся работа по пересмотру программ, созданию новых учебников, улучшению материального оснащения школ и т. д.

Подготовка квалифицированных рабочих для пром-сти осуществляется через проф.-технич. школы с 2-3-летним курсом обучения на базе неполного ср. образования. В 1965/66 уч. г. в 266 тыс. проф.-технич. школ обучалось 2,8 млн. уч-ся. Существует ок. 200 тыс. училищ индийской музыки и танца, изящных искусств, домашнего хозяйства, где занимается ок. 2 млн. уч-ся.

Высшее образование И. представлено университетами, колледжами, часть к-рых входит в состав университетов, и ин-тами. В стране (на нач. 1972) 83 ун-та, 9 ин-тов, приравненных к ун-там, 9 ин-тов нац. значения (ок. 2,6 млн. студентов, в т. ч. 23% женщин). Высшее образование платное. Продолжительность обучения 5-6 лет. Ун-ты делятся на три типа: ун-ты -организац. центры, к-рые составляют программу обучения, принимают экзамены и присваивают степени выпускникам колледжей, находящихся под их управлением; ун-ты - только уч. заведения; ун-ты, осуществляющие уч. и организац. руководство колледжами, входящими в их состав. Велико число студентов на гуманитарных ф-тах (41,4% в 1967/69 уч. г.), хотя среди выпускников этих ф-тов ежегодно ок. 50 тыс. чел. не имеют возможности получить работу. Старейшие ун-ты: Калькуттский университет. Бомбейский университет, Мадрасский университет.

Технич. образованием руководит Все-индийский совет по технич. образованию. Крупнейшие технич. ин-ты: Кхарагпур-ский, Бомбейский (построенный с помощью СССР), Мадрасский, Канпурский, имеющие статус ин-тов общегос. значения. Кроме уч. работы, на них возложена орг-ция переподготовки инж. кадров и научной работы по совр. проблемам техники. В 1968/69 уч. г. в 137 технич. ин-тах обучалось 25 тыс. студентов, в 284 техникумах - 50 тыс. студентов.

Крупнейшие б-ки: Нац. б-ка в Калькутте (осн. в 1902, св. 1,2 млн. тт.), Публичная б-ка в Дели (осн. в 1951, св. 400 тыс. тт.), Центральная публичная б-ка в Мадрасе (осн. в 1896, 197 тыс. тт.), Б-ка восточной литературы в Патне (осн. в 1924, 69 тыс. тт.).

Гл. музеи: Нац. музей И. в Дели (1949), Индийский музей в Калькутте (1814), Нац. художеств, галерея в Мадрасе (1951), Нац. галерея совр. искусства в Дели (1954); Мемориальный музей и библиотека Дж. Неру, Мемориальный музей М. Ганди в Дели; Гос. музей в Мадрасе (1851). Под охраной государства находятся также ценнейшие ист. и архитектурные памятники в Агре, Махабали-пураме, Джайпуре и мн. др. о. К. Дрейер.

XI. Наука и научные учреждения

1. ЕСТЕСТВЕННЫЕ И ТЕХНИЧЕСКИЕ НАУКИ

Наука в древности и средние века.

Ещё в глубокой древности население басе, р. Инд создало высокоразвитую культуру, не уступавшую таким очагам мировой цивилизации, как гос-ва Месопотамии и Др. Египет, а в ряде отношений и превосходившую их. Раскопки Хараппы и Мохенджо-Даро - гл. городов инд. цивилизации - показали высокий уровень городского стр-ва; канализац. система была одной из наиболее совершенных на Др. Востоке. Нек-рые гидротехнич. сооружения Др. И. явились прототипом совр. конструкций в Европе и Америке. Напр., многоарочная плотина близ Хайдарабада - прототип совр. железобетонных плотин.

Хараппская культура (3-2-е тыс. до н. э.) была культурой эпохи бронзы, к-рая наряду с медью играла важную роль в х-ве и ремёслах. Из этих металлов изготовлялись мн. орудия произ-ва и оружие; были известны плавка, ковка и литьё металлов.

Сведения о науке И. 1-го тысячелетия до н. э. крайне скудны; имеются нек-рые данные об астрономич. и матем. знаниях этой эпохи. Жрецы производили систематич. наблюдения движения Солнца и Луны; арифметич. операции включали также элементарные дроби. Ценным источником изучения древней медицины И. является чАюрведа" (9-3 вв. до н. э.). Высокого уровня достигли анатомия, терапия, хирургия. Выдающимися врачами и хирургами своего времени были Дживака (6-5 вв. до н. э.) и Чарака (1 в. н. э.). Руководства ч Чарака - Сам хита" и "Сушрута - Самхита" переводились позднее на араб. яз. Особенно высокого уровн. достигло хирургич. иск-во (создано св. 200 хирургич. инструментов). Санскритские мед. трактаты учили пользоваться ланцетом, очищать и сушить раны; применялось обезболивание при операциях. Врачи умели снимать катаракту, трепанировать череп, производить кесарево сечение и т. п. Индийские мед. знания и хирургич. практика были широко известны в греко-римском мире.

1-е тысячелетие н. э., особенно период Гуптов (4-6 вв.) - время расцвета др.-инд. духовной культуры. Последо-ват. изложение матем. знаний этого периода имеется уже в "Сиддханта" - астрономич. трактатах начала н. э. Исключительно важным вкладом в мировую науку было создание десятичной позиционной системы счисления. Выдающимся достижением инд. науки является таблица синусов для вычисления местонахождения планет. Крупнейшим астрономом и математиком был Ариабхата (476- г. смерти неизв.). Ему принадлежит одно из первых решений в целых положит, числах линейного уравнения с двумя неизвестными способом, по существу не отличающимся от совр. способа решения с помощью непрерывных дробей. В астрономич. части излагается впервые теория эпициклов для объяснения неравномерности видимого движения планет.

Согласно астрономич. представлениям этого периода Земля неподвижна, а вокруг неё вращаются по круговым орбитам Солнце, Луна, планеты, звёзды. Ариабхата высказал мысль, что Земля - шар и вращается вокруг своей оси. Движение небесных 7ел вычислялось довольно точно, как и их положение в отношении к эклиптике и небесному экватору. Была известна разница в длине дня и ночи в разных широтах земного шара. Многие астрономич. сочинения инд. учёных переводились позднее на арабский яз.

Брахмагупта (7 в.) развил нек-рые положения Ариабхаты; выдающимся достижением в теории чисел явилось предложенное им решение в целых положит, числах уравнения r/2 = ах* 4- b. Значит, вклад в развитие математики и астрономии внесли Варахамихира (6 в.), Шрид-хара (9-10 вв.), Бхаскара (12 в.). Последний разработал теорию эпициклов.

В области медицины этого периода известны имена Вагабхаты, автора мед. трактата "Аштанга - Хридайя", работавшего примерно в 6-7 вв. в буддийском ун-те в Наланде; Садхавакара, автора труда по патологии; Бхаскара Бхатта, составившего ок. 1000 анатомич. трактат "Сариранадмини".

С развитием медицины тесно связаны накопление и систематизация знаний в др. областях естеств. наук. Появились классификации растений, поскольку последние имели лекарств, значение.

Хим. знания также связаны с фармакологией, и первые их описания встречаются в разделах, посвящённых приготовлению лекарств (см. Ятрохимия). Помимо медицины, источником сведений по химии была и техника приготовления красок, духов, цементов, стали, достигшая высокого уровня ещё в Др. И. К 5 в. относятся первые сочинения, посвящённые непосредственно проблемам алхимич. теории и практики, они появились в значительной мере под влиянием кит. науки. Из более поздних сочинений значительными представляются труды Говиндабхагаваты (11 в.), Сома-девы (12-13 вв.) и др. В трактатах приводятся классификации веществ минерального и органич. происхождения, даются описания различных хим. процессов и аппаратуры. Способ получения нек-рых веществ (в частности, ляписа) был известен индийской химии задолго до того, как его узнала Европа. Высокого уровня достигла металлургия (об этом свидетельствует сохранившаяся до наших дней в нержавеющем состоянии железная колонна в Дели, отлитая в нач. 5 в.). Инд. мастера знали множество сплавов цветных металлов, хим. составов, используемых при пайке в ювелирном деле, при обработке кож. Они умели изготовлять разнообразные стойкие минеральные и растит, красители, использовавшиеся в живописи и текстильном произ-ве. Красная краска для тканей, добываемая из марены, и синяя краска из индиго вывозились в др. страны.

В период империи Великих Моголов значит, успехов достигла астрономия. Были созданы обсерватории в Дели, Джайпуре и др. городах; астрономич. приборы представляли собой целые архит. сооружения из камня.

Наука в период англ, колониального господства (сер. 18 - 1-я пол. 20 вв.). Англ, колониальные власти содействовали развитию в И. лишь тех областей знания, к-рые обслуживали колон, х-во. Проводились исследования флоры и фауны И., её минеральных богатств,климата. Значит, часть научных учреждений зависела от благотворительности инд. князей или меценатствующих миллионеров.

Существенный вклад в развитие инд. науки внёс ряд англ, учёных, подолгу живших и работавших в этой стране. Важным событием для развития инд. науки в новое время явилось создание в 1784 Азиатского об-ва Бенгалии (Калькутта), в к-ром в 18 в. большую роль играл англ, востоковед У. Джонс. Вначале оно занималось проблемами истории народов и природы Азии, а с сер. 19 в. стало издавать труды по естеств. наукам, включавшим наряду с зоологией и ботаникой также физику, химию, геологию, медицину, метеорологию. В1787 был основан ботанич. сад в Калькутте, в 1792 - Мадрасская обсерватория; в ней проводились не только астрономич. наблюдения, но и исследования по метеорологии и навигации.

В 1857 основаны первые ун-ты (в Калькутте, Бомбее и Мадрасе). К этому же периоду относится организация геологич. и оотанич. служб И. При нек-рых ун-тах создавались науч. лаборатории. Значит, вклад в геол. исследования И. внесли англ, учёные Т. Олдем и У. Блэнфорд; первым индийцем-геологом был П. Бозе (Бос). Проводились топографич. работы (англ, учёные У. Лэмбтон, Дж. Эверест, инд. учёный Радханат); были созданы антропологич. и археол. службы. В 1871 - 1872 проведена 1-я перепись населения И., предоставившая богатый материал для демографич. обобщений. В 1875 была организована метеорологич. служба И. (англ, учёные Г. Блэнфорд, Дж. Эллиот). В кон. 19- нач. 20 вв. возникли естественнонаучные и технич. об-ва: Инж. ассоциация в Калькутте (1895), Мед. об-ва в Ахмадабаде (1902) и в Бомбее (1904), Матем. об-во в Дели (1907), Инд. ассоциация развития науки в Калькутте (1909). Их деятельность сыграла важную роль в привлечении внимания инд. интеллигенции к науч. исследованиям.

Выдающуюся роль в борьбе с эпидемиями сыграл русский врач В. Хавкин. В 1896 он создал спец. ин-т, наз. теперь Ин-том Хавкина (в Бомбее),- центр исследования бубонной чумы в И.

В 1921 создана Географич. ассоциация Мадраса (ныне Индийское географич. об-во), в 1935 - Географич. ассоциация Бомбея.

Колон, власти организовали мед., кли-нич. н.-и. учреждения, изучающие гл. обр. тропич. болезни. В период до 2-й мировой войны 1939-45 в научных учреждениях И. изучались также проблемы с. х-ва; исследования в области пром-сти практически отсутствовали.

В кон. 19-1-й трети 20 вв. И. во многих областях науки не располагала значит, нац. кадрами. Лишь в последние десятилетия 19 в. появились первые инд. учёные - математики и физики, геометр А. Мукерджи и физик, биофизик и физиолог растений Дж. Ч. Бос.

Несмотря на крайне ограниченные возможности для научных исследований, ряд инд. учёных 1-й пол. 20 в. внёс существенный вклад в мировую науку. Среди них - математик С. Рамануджан (исследования по аналитич. теории чисел и эл-липтич. функций); лауреат Нобелевской премии (1930) Ч. В. Раман, открывший в 1928 одновременно с сов. учёным Л. И. Мандельштамом комбинационное рассеяние света; один из родоначальников квантовой статистики Ш. Бозе; виднейший физик-теоретик X. Баба; крупный учёный в области физики плазмы М. Саха; создатель инд. палеоботаники С. Сани; геологи Д. Вадиа и М. Кришнан [директор геологической службы И. (1972)] и др.

Развитие науки в независимой И. После завоевания И. независимости (1947) науч. исследования стали тесно увязываться с решением практич. проблем. Науке отводится большая роль в достижении И. экономич. самостоятельности, поднятии жизненного уровня народа. Науч. исследования охватывают всё более широкий круг проблем фундаментального характера - ядерной физики, физики твёрдого тела и элементарных частиц, химии природных соединений, электроники и др.

Науч. исследования в вузах и науч. центрах направлены на эффективное использование природных богатств И., разработку новых материалов и техноло-гич. процессов на основе местных ресурсов. Предпринимаются попытки найти заменители дефицитному сырью для уменьшения зависимости страны от импорта.

В области с. х-ва усилия инд. учёных направлены на разрешение проблемы обеспечения населения И. продовольствием. Благодаря большому комплексу исследоват. работ по селекции высокоурожайных сортов риса, пшеницы, кукурузы, проса и сорго, более широкому применению удобрений и использованию совр. технологии (т. н. зелёная революция) И. во 2-й пол. 60-х гг. резко увеличила валовой сбор зерна и к 1972 вплотную подошла к решению продовольств. проблемы. Проводятся работы по селекции овощей и фруктов, хлопка, в области животноводства, рыболовства, лесного х-ва, по ветеринарии и др. Значительны исследования в области почвоведения под рук. Райчаудри. Широкий круг проблем охватывают исследования в промышленных исследовательских лабораториях - в области металлургии, угля и нефти, полимеров, прикладной электроники, электротехники, энергетики, текстиля и др.

Мед.исследованиями занимаются ун-ты и ряд спец. центров. Важнейшими проблемами являются изучение пеллагры, вирусных заболеваний, методов борьбы с эпидемиями холеры, исследования раковых болезней, вопросы нейрофизиологии. Из научных мед. учреждений наиболее известны Всеинд. ин-т гигиены и здравоохранения (Калькутта), Ин-т малярии (Дели), Центр, н.-и. ин-т в Ка-саули, Ин-т рака (Бомбей), Всеиндий-ский ин-т психиатрии в Бенгалуру, Ин-т проказы в штате Тамилнад, Ин-т Хав-кина в Бомбее.

Широкую известность приобрели труды физиолога А. С. Укила, хирурга А. Балиги, патолога, онколога, иностр. чл. АМН СССР В. Р. Кханолкара и др.

Исследовательские работы в области естеств. наук сосредоточены гл. обр. в ун-тах и отд. науч. центрах, крупнейшими из к-рых являются Ин-т фундаментальных исследований им. Тата в Бомбее, Атомный исследовательский центр им. X. Баба и др.

В области математики в ун-тах Лакхнау, Дели и Варанаси (Бенарес) ведутся работы по классич. и функциональному анализу,дифференциальным уравнениям, дифференциальной и алгебраич. геометрии, топологии, теории чисел.

В области физич. наук ведётся работа по теоретич. физике, астрофизике, физике высоких энергий, ядерной физике, физике твёрдого тела, космич. лучам, микроэлектронике и микроволновой технике. Успешно работает группа М. Ме-нона (физика космич. лучей, изучение нейтрино и мюонов высоких энергий). Для изучения космич. лучей используются самые глубокие в мире шахты по добыче золота в Колар-Голдфилдс (Юж. И.), а также шары-зонды, запускаемые со специально созданной станции в Хайдарабаде. В нац. физич. лаборатории сконструированы нек-рые типы лазеров, различные электронные измерит, устройства. Значит, исследования по физике ведутся в ун-тах: в Делийском - по физике низких темп-р и астрофизике (астрофизич. исследованиями руководит Д. С. Котари), в Мадрасском - по теоретич. физике, биофизике, кристаллофизике, в ун-те Андхра - по акустике и спектроскопии.

Значит, исследования проводятся по астрономии. В 1970 вступил в строй уникальный радиотелескоп, построенный Ин-том фундаментальных исследований на юге И. (г. Утакаманд) и предназначенный для изучения радиогалактик, слабых источников радиоизлучения, радиоизлучения планет (в частности, Юпитера) и пульсаров.

В Атомном исследоват. центре работают над разрешением проблем ядерной и технич. физики, электронного приборостроения, радиационной безопасности, хим. технологии, радиохимии, использования изотопов в медицине, с. х-ве, металлургии. Создание Атомного исследоват. центра и Ин-та фундаментальных исследований и превращение их в ведущие науч. центры в области физики, математики и астрономии неразрывно связаны с именем видного организатора инд. науки X. Баба.

Геофизич. исследования проводятся в учреждениях департамента метеорологии и в Нац. геофиз. исследоват. ин-те (г. Хайдарабад). Изучаются проблемы сейсмологии, гравиметрии, геомагнетизма и земного электричества, океанографии, механики горных пород, палеомагнетизма, теоретич. геофизики, геофизич. разведки и геофизич. приборостроения. Одним из важных направлений геофизики является разработка геофизич. методов поиска подземных вод.

В И. 5 науч. географич. ассоциаций разрабатывают проблемы региональной, историч. и экономич. географии. Крупные работы ведёт Организация по составлению национального атласа И. под рук. Ш. П. Чаттерджи - президента Ееогр. об-ва И. В 1968 открыт Ин-т геологии Гималаев.

В области химии крупный исследоват. центр - Нац. хим. лаборатория (г.Пуна). Работы ведутся по прикладным проблемам химии твёрдого тела, физ. химии, биохимии, органич. и неорганич. химии, химии полимеров и хим. машиностроению. Особое внимание уделяется природным соединениям, по изучению к-рых И. занимает одно из ведущих мест в мировой науке. Исследуются лекарств, растения и растения, содержащие эфирные масла; при этом специально разрабатываются вопросы выделения, определения и синтеза алкалоидов, красящих веществ, терпенов, терпеноидов, стероидов и т. д. Новые красители и препараты внедрены в парфюмерную пром-сть. Изучение красителей возглавляет видный специалист в этой области К. Венкатераман. В хим. лабораториях ун-тов значит, внимание уделяется проблемам, имеющим пром. значение и относящимся в первую очередь к изучению лекарств, растений, инсектицидов, эфирных масел, антибиотиков и т. д. Школа, созданная Т. Р. Се-шадри в Делийском ун-те, успешно ведёт исследования природных кислородсодержащих гетероциклов, флавоноидов, природных пигментов хинонового типа, лихеновых кислот, природных инсектицидов. Осн. направления физико-химических работ в ун-тах - коллоиды, химия поверхностей, химия силикатов, полимеризация, синтетич. смолы и хим. кинетика. Получили развитие исследования по аналитической химии, ядерной и радиационной химии. Активно работают индийские учёные в области электрохимии.

Ботан. исследования в И. долгое время сводились к коллекционированию и описанию растений. В нач. 20 в. инд. учёные стали заниматься их морфологией, экологией, анатомией. В 40-е гг. появились также работы по физиологии и генетике. Проблемы генетики и растениеводства обычно изучаются в с.-х. учебных и н.-и. учреждениях; таксономия - в учреждениях Ботан. службы И. Важным центром ботан. исследований в системе высшего образования И. является Мадрасский ун-т, в его ботанич. лаборатории под рук. М. О. Айенгара успешно велось изучение водорослей. С 1944 лабораторию возглавляет Т. С. Садасиван. Созданная им школа получила междунар. признание за исследования проблем патологии растений, в особенности проблемы взаимоотношений паразитов с организмом растения-хозяина, а также био-хим. процессов, происходящих в грибах. Результаты исследований находят применение в с. х-ве. К наиболее популярным направлениям исследований в ун-тах относятся также вирусология, цитология, микология.

В зоологич. исследованиях, наиболее развитых в Делийском ун-те, особое внимание уделяется проблемам энтомологии, биологии клетки и эндокринологии. Вопросы морской биологии изучаются в Ан-намалайском ун-те, где успешно решается задача сочетания количеств, морфоло-гич. и физико-химич. методов исследования морской фауны.

Видным центром в области биологии является Ин-т палеоботаники им. Бир-бала Сани, основанный в 1946 С. Сани, известным трудами по ботанике, палеоботанике и геологии. Ин-т занимается изучением палеофлоры И. и, в частности, проблемами палеозойской ботаники, палеонтологии нефти.

Большое значение имеют исследования по матем. статистике, проводимые в крупном науч. центре-статистич. ин-те, основателем к-рого является видный учёный - специалист в области матем. статистики и экономики П. Ч. Махалано-бис. По заданию инд. пр-ва Ин-т принимал участие в разработке пятилетних планов экономич. развития страны.

В. И. Ткаченко, А. И. Володарский.

2. ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ

Философия. Древнейший период инд. философии можно охарактеризовать как попытку филос. осмысления культовых текстов - вед. Истолковывая сакральные термины и действия, мыслители этого периода выработали филос. понятия риты (безличный универсальный миропорядок), тапаса (всеобщее психоэнерге-тич. начало), пуруши (духовная сущность и одновременно антропоморфный образ общества) и вач (идея божеств, речи). В нач. 1-го тыс. до н. э. в среде жрецов-брахманов складываются школы си-стематич. комментирования вед, в ходе к-рого обособились след, филос. проблемы: природа бытия (к-рое мыслилось как единая духовная сущность, пронизывающая Вселенную); природа истины и возможность познания; истинность как отождествление индивидуального сознающего начала со всеобщей духовной сущностью; этич. поведение (орг-ция последовательности действий по поддержанию мирового, социального и душевного порядка, соответствующего религ. рангу, социальному статусу, полу и возрасту индивида); сущность свободы и возможность освобождения (с помощью особых усилий: йоги, отшельничества, аскетизма, культивирования сокровенного знания, плодом к-рых должно было явиться исчезновение уз материального, "профаниче-ского" существования); философия языка (др.-инд. мыслители считали, что вещи возникают вследствие их называния творцом мира либо же понятия вещей оказываются возможными благодаря их именованию). Эта проблематика образовала основу идеологии брахманизма, к-рая в дальнейшем передавалась в виде устных текстов на санскрите: Брахман, Араньяк и Упанишад.

В Упанишадах выявляется содержание, общее для последующей философии И.: бытие, истина и благо как высшие цели и формы духовного существования объединяются в понятии Брахмана, а индивидуальные мысли, слова и действия в стремлении к этой цели - в понятии Атмана. В Упанишадах осмысляется и древнейшая йогич. практика как психич. активность, дающая практич. возможность познания Брахмана - Атмана. И природа, и дух в равной степени считаются несотворёнными. Система социальных прав и обязанностей изображается в соответствии с мифология, миропорядком, так что индивид сознаёт свой социальный статус как некое естеств. положение в космосе, а этич. правила сводятся к набору предписаний по отысканию человеком надлежащего места в духовной иерархии. Здесь лежат истоки кастовой идеологии (см. Касты), выраставшей из варнового принципа органич. членения общества, известного ещё ведам. Постепенно (возможно, под влиянием до-ведийских культов и мифологии) в Упанишадах намечаются три концепции, оказавшие огромное влияние на последующее развитие филос. и религ. мысли И.: 1) перевоплощение и карма: после смерти живого существа его душа переходит в др. тело; процесс этот - безначален, в каждом новом теле душа испытывает страдание и наслаждение в зависимости от тех благих и дурных поступков, к-рые совершались ею в прежних рождениях; механизм связи каждого данного существования души с суммой прежних действий обусловливается и регулируется т. н. законом кармы, к-рымопределяется не только, где и когда перевоплотится душа, но и её биол. ранг, пол, социальный статус, психологич. тип, этич. и интеллектуальный уровень; 2) дхарма: понятие нормы, образца поведения, этич., социального и психич. бытия живого существа; прообраз его осознанного бытия, понимаемого как всеобщность, существующая независимо от индивидуальных проявлений; 3) гуиы: осн. типы ориентации в материальной, психич. и умств. действительности. Гун было три-тамас (природная инертность, психич. пассивность и бессознательность), раджас (природная активность, энергичность и тенденция к проявлению деятельного и волевого начал), саттва (органичность, уравновешенность, самотождеств. разумность). Эти три понятия связываются с осн. идеей Брахмана - Атмана: карма есть деятельное бытие при отвлечении от субъективного аспекта - сознания; дхарма - сознание, становящееся бытием благодаря механизму кармы; гуны - осн. формы связи бытия и сознания в плане соотнесения кармич. деятельности с действительностью дхармы.

В период 7-4 вв. до н. э. интеграция разнородных социальных иэтнич. групп, населявших Индостан, достигла такой степени, что впервые становится возможным говорить о единстве инд. культуры. Получили развитие систематич. организованные школы и направления филос. мысли, противостоящие брахманско-ве-дийской идеологии: локаята, джайнизм, бхагавата, ранняя санкхъя, адживака и буддизм.

Зачинателем инд. материализма (ло-каяты) считают легендарного Брихас-пати, выдвинувшего учение о независимом и безначальном принципе "свабхавы" (природы) как основе всякого бытия. Локаятики критиковали принцип причинности, отрицали достоверность всех источников знания, кроме непосредств. чувств, восприятия. Сознание, согласно локаяте, исчезает с распадом организма. Материальные тела представлялись как комбинации четырёх осн. элементов: земли, воды, воздуха и огня, объединённые силой свабхавы. Исходя из этого, в этике локаяты отвергался принцип кармы, жертвоприношения объявлялись ненужными, понятия о добре и зле-относительными, представление о дхарме - недоказуемым. В позднейшей разновидности локаяты - учении чарваков - собственно филос. элементы отходят на задний план и уступают место чисто гедонистическим призывам. Материалистические идеи локаяты оказали стимулирующее влияние на мн. школы индийской философии.

В основе учения джайнов лежало представление о плюрализме атомарных индивидуальных душ (джива) и противостоянии им неодушевлённой природы (аджива). Высшим идеалом джайнизма выступает душа, полностью освободившаяся от притока неодушевлённой материи. Джайнизм не признаёт тождества индивидуальной души абсолютному духовному принципу и тем самым полагает освобождение (мокша) плодом чисто индивидуального действия. Легендарный основатель бхагаваты Кришна Васудева объединил широко распространённые в образованной среде др.-инд. общества религ.-этич. н филос. идеи неведийского толка в учение об особом тип: индивидуального поведения (идеальный воин - "истинный йог"). В основу его мировоззрения положена кшатрий-ская этика незаинтересованного действия как формы служения в миру религ. идеалам. Эта этика оказала огромное влияние на формирование древнего и раннесред-невекового инд. общества, поскольку в ней впервые обособилось специфически социальное, кастовое сознание, отличное от раннего - варнового - понимания общества как организма. Поэтому на позднейших этапах ннд. истории идеологи кастового общества многократно обращаются к наследию бхагаваты. В приписываемом аскету Маккали Деве учении адживака полностью отрицается наличие духовной субстанции: сознание выступает как уникальный результат сверхтонких соединений материи. Ранняя санкхья, приписываемая мифич. мудрецу Капиле, представляет собой дуали-стич. филос. систему, в основе к-рой лежит противопоставление независимых начал: познающего недеятельного субъекта (пурушн) и активной природной субстанции (пракрити). Процесс познания, отождествляемый с этапами либо актами миропроявления, начинается с намерения пуруши быть зрителем и готовности пракрити продемонстрировать игру разных форм активности (гун). В результате пуруша понимает свою инородность миру явлений и осознаёт себя как свободного субъекта. В санкхье, как и в бха-гавате, было развито наметившееся ещё в Упанишадах противопоставление проявленного (вьякта) и непроявленного (авьякта) состояний бытия. Во всех этих учениях сказалось стремление к анализу и проверке реальным опытом брахманист-ского мира духовного абсолюта; утвердилась мысль, что пути самопознания не предуготованы: каждый должен самостоятельно обнаруживать их для себя. Отсюда - небывалый интерес к психологии и способам объективного описания и обоснования действительности субъективного опыта. Эти тенденции наиболее полно выразились в буддизме, к-рый впервые чётко противопоставил метод свободного критич. анализа опыта тра-диц. догматнч. комментированию, одновременно утвердив примат йогич. практики над религ. априоризмом. Осн. метод буддизма сводился к следующему: абс. бытие (как индивидуальное, так и бытие вообще) рассматривалось как психич. феномен, к-рый затем представлялся в виде онтологич. картины. Отсюда - принципиально двуаспектное рассмотрение любой проблемы в буддизме, где всякий объект мира'может быть поставлен в соответствие с определённым психич. состоянием, а всякое субъективное психич. состояние в процессе йогич. созерцания и транса переживается как объект. Возникнув на почве традиц. инл. философствования, буддизм обнаружил свою фундаментальную противоположность духу этого философствования, ибо последнее строилось на принципиальной невозможности обойтись без личного или универсального духовного начала. В раннеклассический период развития инд. философии (4-1 вв. до н. э.) складываются шесть ортодоксальных (в смысле приверженности ведам) филос. систем. Осн. формой исходного текста для всех них явилась сутра - набор афористич. высказываний, излагающих осн. положения учения. В последующие века на основе толкования сутр, уточнения и конкретизации их создавались комментарии разных порядков следования и соподчинения. В своей совокупности они составляли корпус филос. лит-ры, объединяемый целостностью филос. позиции (даршана), т. е. системой. Системы, в свою очередь, группировались по степени близости. Исторически оказались взаимосвязанными и дополняющими друг друга филос. традиции ньяи и вайшешики, санкхьи и йоги, мимансы и веданты. В вайшешике были разработаны онтологич. основания плю-ралистич. реализма и создана система категорий, к-рая впоследствии была интерпретирована ньяей в плане учения о познании, что позволило ей дать формально логич. и семантич. обоснование вайшешики. Классич. санкхья снабдила йогу системой гносеологии и выступила по отношению к ней в качестве обобщённого филос. осмысления. Йога же дополнила спиритуалистич. философию санкхьи натуралистич. психофизиологией. Миманса, представляющая собой результат предельного развития истолкования вед в их ритуальном аспекте, своей острой критикой всяких попыток решения проблем познания и этики, достижения освобождения и построения онтологии вне рамок авторитетных предписаний вед, способствовала уточнению осн. положений метафизики веданты. Разработанная мимансой философия языка вошла в состав семантич. анализа веданты. В социальном плане миманса представляет собой законченный образец общинной идеологии, утверждавшей вечность и неизменность традиционной организации инд. общества. Выросшая на основе истолкования в духе абс. монизма гл. положений Упанишад, веданта отстаивала безусловное тождество Атмана и Брахмана, утверждая нереальность индивидуального опыта и существования. Тем самым она подвергла сомнению самую возможность неортодоксального умозрения, напр, в духе буддизма, и предлагала теоретич. обоснование авторитета вед. Названные шесть систем инд. философии, взятые в целом, полностью характеризуют идеологию индуизма в её филос. аспекте. Их объединяет ясно очерченный круг поставленных ими проблем. Это прежде всего - проблема реализма; все эти системы в большей или меньшей степени выступали приверженцами безусловной реальности существования - духовного либо материального. Затем-это проблема выбора достоверных средств познания, благодаря которым из реальности первоначал следовала бы реальность по крайней мере одного источника познания (восприятия, логического вывода, авторитета вед, либо интуиции). По существу само противопоставление этих ортодоксальных систем (астика) неортодоксальным системам (настика) происходило прежде всего в плане методологии и теории познания: джайны полностью отрицали авторитет вед, буддисты - авторитет вед и реальность мира, аджи-ваки и материалисты - реальность вед и достоверность всех средств познания, кроме чувственных, и т. д.

В позднеклассич. период развития инд. философии (1-8 вв. н. э.) кристаллизировались осн. положения шести ортодоксальных систем и были развиты позднейшие формы филос. буддизма. К нач. н. э. сложились буддийские сутры "Праджняпарамиты", где проблемы онтологии выступили в обособленном виде. Абс. бытием объявляется шуньята ("пустота"), с точки зрения к-рой никакое психич. и предметное существование не может рассматриваться как реальное. Эта идея была разработана в двух осн. направлениях: в учении Нагарджуны (2 в. н. э.) -т. н. мадхъямики, где абсолютность онтология. пустоты связывается с диалектичностью человеческого познания, и учении виджнянавады (йога-чара 3-5 вв.), где в качестве единств, безусловной реальности выступает само сознание в объективированном виде. Оба эти течения возникли уже в русле буддизма махаяиы. Примерно в это же время оформляются и два чисто схоластич. направления буддизма хинаяны: саут-рантика и вайбхашика. Крупнейшим представителем последней был коммен*-татор раннебуддийских канонич.текстов Буддхагхоша, создание же осн. трактатов буддизма махаяны связано с именами Ашвагхоши, Асанги, Васубандху, Диг-наги и Дхармакирти. Дигнага первым в инд. философии построил образцовую систему критич. анализа средств познания как разновидностей духовной деятельности, а Дхармакирти формализовал его систему, сведя эту деятельность к совокупности интеллектуальных процедур. Дхармакирти завершает важнейший период развития буддийской философии, дополнив обособленную в виде предмета онтологию спец. предметом - методологией ("праманавада"). В связи с этим начиная с 6-7 вв. обостряются филос. противоречия ортодоксальных школ с буддизмом, явное превосходство методов к-рого заставило их (в первую очередь - ньяю и веданту) разработать собств. системы с учётом новых методо-логич. средств.

Начало ср.-век. периода инд. философии (8-17 вв.) отмечено выдающейся фигурой Шанкары, к-рый синтезировал всю предшествующую традицию ортодоксальной философии, доведя её до совершенства благодаря применению метода буддийской диалектики. Созданная им система недвойственной веданты послужила теоретич. основанием не только последующей индуистской филос. и ре-лкг. мысли, но и самой индуистской социальной организации (кастового общества). До наст, времени традиция Шанкары остаётся наиболее влиятельной в И. Предложенная Шанкарой система (неотличе-ние индивидуального духа от абс. субъекта и неотличение абс. субъекта от высшей реальности) явилась предельным ло-гич. основанием мн. позднейших систем филос. и религ. умозрения. Мадхва (9 в.) создал веданту "двойственности - недвойственности", или диалектического дуализма. Рамануджа (11-12 вв.) развил вишнуистскую веданту ограниченной недвойственности, в основе к-рой лежала идея отождествления бога с абс. реальностью и вытекающая отсюда этика личной эмоциональной приверженности ("бхакти"). Крупными ведантистами были Валлабха (15 в.), разработавший учение Нимбарки (11 в.) о троичном различении природы абсолюта; Мадхава (15 в.), автор филос. компендиума по истории всех школ. Последним выдающимся достижением инд. философии этого периода явилась школа навьяньяя (12-17 вв.), основанная Гангешей Упад-хьяей, в к-рой была разработана единственная (до нач. 20 в.) в мире законченная система интенсиональной формальной логики отношений и создана критич. методология анализа теорий истинности.

Конец средневековья отмечен своеобразными фигурами Чайтаньи Нанака и Кабира (15-16 вв.), стремившихся к созданию синтетических филос.-религ. систем. Идеалом Чайтаньи был образ простого, не искушённого в философских и догматических тонкостях человека, ищущего правды и бога. Нанак стал основателем общины сикхов, объединявшей мусульманские и индуистские элементы. Кабир положил начало широкому религ. движению, в основе