загляните на купон-скидку или справочники: окна kbe, окна veka, окна rehau, остекление балкона, остекление лоджии, изготовление окон, монтаж окон, остекление, производство окон, металлопластиковые окна, окна пвх, пластиковые окна, установка окон, стеклопакеты и евроокна.



ВСЁ О СТРОИТЕЛЬСТВЕ, ЖЕЛЕЗОБЕТОНЕ, БЕТОНЕ, АРХИТЕКТУРЕ И НЕ ТОЛЬКО...:
ОПРЕДЕЛЕНИЯ:

АСФАЛЬТИРОВАНИЕ, устройство асфальтобетонных покрытий на автомобильных дорогах, улицах, аэродромах и т. п. путём укладки и уплотнения асфальтобетонной смеси по предварительно подготовленному основанию. В зависимости от назначения покрытия асфальтобетонную смесь (асфальтобетон) укладывают в один или два слоя на основание из щебня, гравия (нежёсткое основание) или бетона (жёсткое основание). Нижний слой толщиной 4-5 см устраивают из крупно- или среднезерни-стой смеси с остаточной пористостью 5-10% ; верхний слой толщиной 3-4 см-из средне- или мелкозернистой смеси (остаточная пористость 3-5%). При тяжёлых нагрузках и интенсивном движении транспорта покрытия устраивают 3-4-слойными общей толщиной 12-15 см. АСФАЛЬТИРОВАНИЕ начинается с очистки основания от пыли и грязи механич. дорожными щётками и поливомоечными машинами, исправления неровностей основания, обработки его поверхности жидким битумом или битумной эмульсией. Асфальтобетонная смесь приготовляется в асфальтобетоно-смесителях на стационарных или полустационарных заводах (установках), доставляется на место автомобилями-самосвалами и загружается в приёмный бункер асфалътобетоноукладчика, к-рый укладывает, разравнивает и предварительно уплотняет смесь. Окончат. уплотнение осуществляется катками дорожными. .


КОММУНАЛЬНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО, отрасль строительства, занятая сооружением объектов, связанных с обслуживанием жителей городов, посёлков городского типа, районных сельских центров и населённых пунктов сельской местности. В числе этих объектов: системы водоснабжения и канализации с очистными сооружениями и сетями; сооружения городского электрического транспорта с путевым, энергетическим хозяйством, депо и ремонтными предприятиями; сети газоснабжения и теплоснабжения с распределительными пунктами, районными и квартальными котельными; электрические сети и устройства напряжением ниже 35 кв; гостиницы; городские гидротехнические сооружения; объекты внешнего благоустройства населённых мест, озеленения, дороги, мосты, путепроводы, ливнестоки; предприятия санитарной очистки, мусороперерабатывающие и др. Планомерное развитие КОММУНАЛЬНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА в СССР началось ещё в 1-й пятилетке и осуществлялось нарастающими темпами до начала Великой Отечеств, войны 1941-45. В годы 4-й пятилетки (1946-50) проводились работы по восстановлению объектов коммунального назначения, разрушенных во время нем.-фаш. оккупации. В последующие годы КОММУНАЛЬНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО велось высокими темпами в связи с бурным развитием промышленности, культуры, увеличением численности городов и посёлков городского типа .
ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО, теория и практика планировки и застройки городов (см. Город). ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО определяют социальный строй, уровень развития производственных сил, науки и культуры, природно-климатичие условия и национальные особенности страны. ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО охватывает сложный комплекс социально-экономических, строительно-технических, архитектурно-художественных, а также санитарно-гигиенических проблем. Общим для ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО досоциалистических формаций является большее или меньшее влияние на него частной собственности на землю и недвижимое имущество..
ЗЕЛЁНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО, составная часть современного градостроительства. Городские парки, сады, скверы, бульвары, загородные парки (лесопарки, лугопарки, гидропарки, исторические, этнографические, мемориальные), национальные парки, народные парки, тесно связанные с планировочной структурой города, являются необходимым элементом общегородского ландшафта. Они способствуют образованию благоприятной в санитарно-гигиеническом отношении среды, частично определяют функциональную организацию городских территорий, служат местами массового отдыха трудящихся и содействуют художественной выразительности архитектурых ансамблей. При разработке проектов садов и парков учитывают динамику роста деревьев, состояние и расцветку их крон в зависимости от времени года.

Главная страница
Поиск по сайту
Оглавление страниц

Объяснение слов: словарь, справочник, информация. Строительство, экономика, промышленность - все сферы жизни: от А до Г, от Г до П и от П до Я

ше - заросли кедрового стланика и горная тундра.

ИКБАЛ Мухаммад (22.2.1873 или 1877, Сиалкот, Пенджаб,- 21.4.1938, Лахор), поэт, философ и обществ, деятель Индостана. Учился в Лахоре, затем в Англии и Германии. Выступил в печати в кон. 1890-х гг. Обращался к мусульманам не только Индии, но и всего Востока (поэмы на перс. яз.- "Секреты своего Я", 1915; "Тайны самоотречения", 1918; "Послание Востока", 1923; "Книга Джа-вида", 1932). Помимо сб. ранних стихов на урду "Колокольчик каравана" (1924), И. опубл. сб-ки "Крыло Гавриила"(1935), "Жезл Моисея" (1936), "Дары Геджаза" (1938), в к-рых воспевал созидат. деятельность человека, звал к переустройству жизни. Творчество И. проникнуто гуманизмом и патриотизмом. Вместе с тем филос. и обществ.-политич. взгляды И. отличались известной противоречивостью. Подвергая критике капиталистич. строй, И. в то же время защищал частную собственность и индивидуализм.

И. приветствовал Окт. революцию, с симпатией относился к идеям социализма (поэма "Ленин") и в то же время выступал против "коммунистич. атеизма". В 1930 И. высказался за создание в будущем в составе независимой индийской федерации мусульм. гос-ва на С.-З. Индии. На основе этого высказывания сторонники образования Пакистана стали впоследствии считать И. родоначальником движения за создание гос-ва Пакистан.

Соч.: Звон караванного колокольчика, пер. с урду и перс., М., 1964.

Лит.: Аникеев Н, П., Выдающийся мыслитель и поэт Мухаммад Икбал, М.,1959; Гордон-Полонская Л. Р., Мусульманские течения в общественной мысли Индии и Пакистана, М., 1963, гл. 7; Пригарина Н. И., Поэзия Мухамма да Икбала (1900-1924 гг.), М., 1972; Ghani A., I lahi К., A bibliography of Iqbal, Lahore, 1959. Г. А. Зограф, Л. И. Юревич.

ИКЕЯ - СЕКИ КОМЕТА, комета, открытая 18 сент. 1965 независимо друг от друга япон. наблюдателями К. Икея и Ц. Секи как диффузный объект 8-й звёздной величины; прошла по почти параболич. орбите. Принадлежит, подобно Большой комете 1882, к семейству "задевающих Солнце" комет, характерных исключительно малыми верительными расстояниями q и, по-видимому, являющихся результатом деления одной кометы-прародительницы. И.- С. к. прошла 21 окт. 1965 через солнечную корону на расстоянии ок. 500 тыс. км от поверхности Солнца (q = 0,008 астрономической единицы)', наблюдалась днём в непосредственной близости от Солнца. После прохождения перигелия наблюдалась как исключительно яркий объект на предрассветном небе и имела хвост, простиравшийся на десятки градусов. Спектры кометы, полученные во время её прохождения вблизи Солнца, богаты многочисл. излучениями металлов и напоминают спектры метеоров. И.- С. к. дала богатый материал для развития кометной и метеорной астрономии.

ИКИКЕ (Iquiqe), город и порт на берегу Тихого ок., в Чили; адм. центр пров. Тарапака. 68 тыс. жит. (1967). Ж.-д. ст. Рыбопе-рерабат. и хим. пром-сть. Рыболовство. Вывоз рыбной муки, селитры, иода. И. осн. в 16 в.

ИКИЛИ, тувинский струнный смычковый муз. инструмент; см. Игил.

ИКИНС (Eakins) Томас (1844-1916), американский живописец; см. Эйкинс Т.

ИКИТОС (Iqitos), город на С.-В. Перу, порт на лев. берегу Амазонки; адм. центр деп. Лорето. 67,9 тыс. жит. (1967). Нефтеперерабат. пром-сть. Экспорт каучука и др. лесопродуктов. Ун-т.

ИККИ, крест, восстания в феод. Японии. Крест, восстания 15-16 вв. разделяются на доикки ("зем. восстания" - крест, восстания за снижение ренты и пр.; наиболее крупное - восстание 1428, охватившее почти все центр, провинции), икко-икки (восстания под знаменем буддийской секты икко) - самые крупные среди восстаний 15-16 вв., токусэй-икки (гор. и крест, восстания против ростовщиков) икуни-икки ("провинциальные восстания" - крест.-самурайские восстания; наиболее крупное восстание в пров. Ямасиро в 1485-93); известно 164 выступления.

Восстания 17-19 вв. получили название хякусё-икки (в это понятие включались не только восстания, но и др. антифеодальные выступления крестьянства). За весь токугавский период (1603-1867) известно ок. 1640 восстаний и др. крест, выступлений. Антифеодальная борьба крестьян ослабила токугавское пр-во и способствовала его падению во время бурж. революции 1867-68.

ИККИ, см. Исполнительный комитет Коммунистического Интернационала.

ИКОНА (от греч. eikon- изображение, образ), в христ. религии (православии и католицизме) в широком смысле - изображение Иисуса Христа, богоматери и святых, к-рому церковь приписывает священный характер; является предметом культа; в узком значении - произведение станковой живописи, имеющее культовое назначение. В католицизме преобладают скульптурные изображения, в православии - живописные на дереве. В первоначальном христианстве культа И. не было, он зародился во 2 в. н. э. и расцвёл в 4 в., вопреки постановлению Эльвирского собора 306, запретившего иметь в храме изображения. Против культа И. выступали мн. отцы церкви, догматич. правомерность поклонения И. отрицалась иконоборцами (см. Иконоборчество). И., в отличие от идолов, рассматривается христ. церковью не как тождественное божеству изображение, но как символ, таинственно с ним связанный и потому позволяющий духовное приобщение к "оригиналу" (архетипу), проникновение в мир сверхъестественный через предмет реального мира. В церк. практике культ И. нередко перерастает в идолопоклонство, предметом поклонения становится материальное выражение И. (вплоть до краски). И. как фетишу приписываются магич. свойства; нередко различные И., по-разному изображающие одно и то же божество, почитаются верующими как обладающие специфич. функциями (напр., И. "скорбящей" богоматери якобы спасает от болезней, И. "неопалимой" богоматери противодействует пожару и т. п.). Культ И. способствовал укреплению авторитета церкви и росту её богатств. И. встречаются и в нек-рых др. религиях (напр., в ламаизме). Об И. как произведении искусства см. в ст. Иконопись.

ИКОНИЙ (Ikonion), византийское название г. Конъя в Турции.

ИКОНИИСКИ И СУЛТАНАТ, гос-во в М. Азии в 11 - нач. 14 вв. См. Коний-ский султанат.

ИКОННИКОВ Владимир Степанович [9(21).12.1841, Киев,-26.11.1923, там же], русский историк, акад. Петерб. АН (1914). Окончил Киевский ун-т (1865), с 1871 проф. этого ун-та. Работы И. связаны с историей идеологии и культуры России ("Максим Грек", в. 1-2, 1865-66, и др.). Политич. историю рассматривал в плане личных биографий и характеристик политич. деятелей: "Русские общественные деятели XVI в." (1866), "Граф Н. С. Мордвинов" (1873) и др. Однако осн. науч. интересы И. лежали в области рус. историографии. И. принадлежат многочисл. статьи об отд. историках (Н. М. Карамзине, К. Н. Бестужеве-Рюмине, Л. А. Шлецере, И. Н. Болтине и др.), спец. монография "Скептическая школа в русской историографии и её противники" (1871) и капитальный труд "Опыт русской историографии" [т. 1 (ч. 1-2) - 2 (ч. 1-2), 1891 - 1908]. Последний содержит значит, фак-тич. материал по истории летописания, а также по истории разыскания, собирания, публикации и исследования различных источников и сохраняет справочное значение. И. ограничивал свои задачи созданием возможно более полного си-стематич. свода библиографии ист. лит-ры по предметам и темам ист. науки, не раскрывая закономерности внутр. развития и роста самой науки.

Лит.: Материалы для биографического словаря действительных членов АН, ч. 2, П., 1917, с. 304-11 (список трудов И. за 1865 - 1916 гг.); Библиография русской библиографии по истории СССР, М., 1957 (№ 23-27, 50, 362). Н.Л.Рубинштейн.

ИКОНОБОРЧЕСКОЕ ВОССТАНИЕ 1566, массовое нар. восстание в Нидерландах, явившееся первым актом Нидерландской буржуазной революции 16 века. Проходило под знаменем кальвинизма, обрушившись всей силой на католич. церковь - гл. опору исп. владычества в стране. Погрому подверглось ок. 5500 церквей и монастырей, где были уничтожены иконы и статуи "святых". В ряде мест восставшие громили дворянские дома и замки, уничтожали долговые и арендные записи. Гл. движущей силой И. в. были гор. плебс и крестьяне пригородных деревень. Вначале действиями восставших руководили кальвинистские консистории и отд. прогрессивно настроенные члены антиисп. "Союза дворян" (возник в 1565), но затем, напуганные размахом движения, они пошли на сделку с исп. наместницей. Желая расколоть движение, она издала 23 авг. манифест, обещая упразднить инквизицию, смягчить законы против еретиков, допустить огранич. свободу кальвинизма, амнистировать членов "Союза дворян". Лишённое руководства, И. в. было подавлено.

Лит. см. при. ст. Нидерландская буржуазная революция 16 века. А. Н. Чистозвонов.

ИКОНОБОРЧЕСТВО, религ.-политич. движение, направленное против христ. культа икон. 1) В Византии И., иконоклазм, датируется 8 - 1-й пол. 9 вв. На разных этапах оно отражало интересы различных социальных групп. И. предшествовали еретич. движения рубежа 7-8 вв. (достигшие особой остроты в Армении и Фригии), в к-рых протест против господствующей церкви проявлялся также и в отказе от почитания икон. Внутри господствующего класса Византии борьба вокруг культа икон по существу являлась борьбой за власть. В 730 имп. Лев III запретил почитание икон, сопровождая запрет конфискацией церк. имуществ, что дало значит, материальные средства гос-ву и провинциальной знати, к-рая первоначально поддерживала И. Против И. выступала столичная знать, нашедшая поддержку у папства, стремившегося воспользоваться борьбой с И. для освобождения Юж. Италии от визант. политич. и церк. верховенства. Наиболее решительным противником И. являлось монашество, тесно связанное со столичной знатью. На церк. соборе 754 в Иерии (предместье Константинополя) были сформулированы осн. принципы И. и почитание икон объявлено ересью. Обращение верующего к иконе иконоборцы рассматривали как идолопоклонство. В кон. 8 в. И. пошло на спад (чему способствовали и укрепление столичной знати, и отход от офиц. И. нар. масс), на Никейском соборе 787 почитание икон было восстановлено. На 2-м этапе иконоборческого движения, начавшемся в правление Льва V (813-20), И. носило более демократич. характер; нар. массы активно выступали против засилья церкви, против монашества, против столичной знати. Провинциальная знать, социальные требования к-рой к этому времени в значит, мере были удовлетворены, отошла от И. Опасность нараставшего антифеод, нар. движения привела к объединению провинциальной и столичной знати. И. потерпело поражение. В 843 иконопочита-ние было восстановлено. 2) И. имело место в Зап. Европе в 16 в. в период Реформации (выступления Карлштадта в Германии, Иконоборческое восстание 1566 в Нидерландах и др.).

Лит.: Сюзюмов М. Я., Проблемы иконоборчества в Византии, "Уч. зап. Свердловского педагогического ин-та", 1948, т. 4; Липшиц Е. Э., Очерки истории византийского общества и культуры VIII - первой половины IX в., М.- Л., 1961; Ladner С., The concept of the image in the Greek Fathers and the Byzantine iconoclastic controversy, "Dumbarton Oaks Papers", 1953, №7.

ИКОНОГРАФИЯ, (от греч. eikon - изображение, образ и ...графия) в изобразительном иск-ве, строго установленная система изображения к.-л. персонажей или сюжетных сцен. Иконографич. системы были порождены возникшей в древности связью иск-ва с религ. культом и ритуалом. Обязательность соблюдения правил И. устанавливалась с целью облегчить узнавание персонажа или сцены и согласовать принципы образно-наглядного изображения с господствующей теологич. концепцией (И. богоматери, Христа, "праздников" в христ. иск-ве, Будды и бодхисатв в буддийском иск-ве). На протяжении веков, с обогащением иск-ва новым содержанием, иконографич. схемы постепенно менялись. Обмирщение иск-ва, развитие реализма и творч. индивидуальности художников (в Европе в эпоху Возрождения) обусловили как свободу истолкования старых иконографич. схем, так и появление новых, менее строго регламентированных.

В искусствознании И.- описание и систематизация типологич. признаков и схем, принятых при изображении к.-л. персонажей (реальных или легендарных) или сюжетных сцен. Метод И. сложился в 1840-х гг. во Франции и Германии как средство изучения ср.-век. иск-ва, его источников, связей с религ. и лит. явлениями путём истолкования символики, аллегорий, атрибутов и т. д. В кон. 19 - нач. 20 вв. рус. историк иск-ва Н. П. Кондаков использовал метод И. для изучения визант. традиции в ср.-век. русском иск-ве. Амер. учёный Э. Панофский выдвинул И. как основу т. н. иконологич. метода исследования сюжетной стороны произведений иск-ва, чтобы определить их значение и смысл в контексте данной культуры, выявить отражённые в них черты миросозерцания. Обращение к И. не как к самоцели, а сочетающееся с разносторонним исследованием социальных и эс-тетич. аспектов иск-ва, является одним из условий верного понимания художеств, произв.

Вист. науке И.- система приёмов и методика определения достоверности изображения к.-л. ист. лица или события, их опознания и датировки. В 20 в. принципы ист. И. распространяются на фото- и кинодокументы.

Под И. понимают также совокупность изображений к.-л. лица (писателя, политич. деятеля и т. д., напр. В. И. Ленина, А. С. Пушкина, декабристов и т. д.). И. наз. и совокупность сюжетов, характерных для к.-л. эпохи, направления в иск-ве и т. д.

Лит.: Современное искусствознание за рубежом. Очерки, М., 1964; История европейского искусствознания, кн. 2, М., 1969; Panofsky E.. Studies in iconology, N. Y., 1939; Reau L., Iconographie de 1'art chretien, v. 1 - 3, P., 1955-59; Aurenhammer H., Lexikon der christlichen Ikonographie, W., 1959-67: Wessel K., Reallexikon der byzantinischen Kunst, Stuttg., 1963 -; Grabаr A., Christian iconography. A study of its origin?, Princeton, 1968.

К. Г. Богемская.

ИКОНОМОВ Матей Спасов (7.1.1871, Сопот, Пловдивский окр.,-10.3.1960, София), болгарский актёр, режиссёр и театр, деятель, нар. арт. НРБ (1955). Творческую деятельность начал в 80-е гг. 19 в. В 1900-02 учился в Италии. Один из организаторов театр, трупп в Русе, Сопоте, Карлово и др. городах Болгарии, основатель передвижного "Современного театра" (1902-12), где ставил пьесы М. Горького, А. П. Чехова, Г. Ибсена, нац. драматургию. В 1924 организовал передвижную труппу "Родная сцена". Среди лучших ролей И.- Протасов ("Живой труп" Л. Толстого), Несчастливцев ("Лес" Островского) и др. Автор и переводчик ряда пьес.

Лит.: П енев П., Лекции по истории на българския драматически театър, ч. 2, София, [1954]; Годишник на Внешня институт за театрално изкуство "Кръстьо СарасЬов", 1966, т. 11, 1968, с. 374-80.

ИКОНОПИСЬ, писание икон, вид ср.-век. живописи, религиозной по темам и сюжетам, культовой по назначению. В отличие от стенописи (см. Стенные росписи. Фреска) и миниатюры, произв. И.иконы-являются отд. живописными композициями, выполнявшимися первоначально в технике энкаустики (см. Восковая живопись), мозаики, затем гл.обр. темперы, позднее (в основном с 18 в.) масляной живописи на деревянных досках, холсте, реже на металлич. пластинах и др. Это сближает И. со станковой живописью (см. Станковое искусство); однако иконы нельзя считать вполне станковыми произв., так как они органически входили в единый идейно-художеств. комплекс с архитектурой, декоративно-прикладным искусством и выполнялись обычно для определённого места, напр, в ансамбле иконостаса. Термин "И." употребляется преим. для обозначения ср.-век. христианской (гл. обр. православной) культовой живописи. Древнейшие сохранившиеся памятники И. происходят из Передней Азии и относятся к 6 в. На основе традиций позднеэл-линистического, в частности погребального портрета (см. Фаюмские портреты), создавались вначале "портреты"-изобра-жения святых, а затем и др. персонажей христ. легенд. Позже (с 10-11 вв.) в И. появляются сюжетные композиции, имевшие гл. обр. символический, а впоследствии (в основном с 14 в.) также и повествовательный характер. В отличие от большинства стран Зап. Европы, где в ср.-век. культовом иск-ве преобладает скульптура, И. получила особенно широкое развитие в Византии. И. Византии оказала огромное влияние на иск-во др. стран - от Италии до Эфиопии; на Руси, где в 13-16 вв. она приобрела исключит, художеств, яркость и своеобразие, в южнославянских странах, в Грузии на основе переработки и постепенного преодоления византийских традиций возникли самобытные школы И. В ср. века роль И. никогда не сводилась только к её ритуальному функционированию. В И. (в условной и отвлечённой форме, определённой её религ. назначением и особенностями ср.-век. теологического мировоззрения), как и в др. видах изобразит, иск-ва, отражался эстетич. опыт народа, она была одним из осн. средств художеств, освоения мира. Эстетика И., сложившаяся в Византии в борьбе против иконоборчества (8-9 вв.), требовала воплощения "божественного", сверхчувств, содержания в зримых, чувственно воспринимаемых образах. Однако эти образы должны были быть лишены своей материальной конкретности, т. к. красоту "небесного", по утверждению церковников, передаёт лишь некая внутр. духовная сущность совершенных, идеально возвышенных предметных форм реального мира. Поэтому в художеств, практике И. была выработана система условных приёмов воспроизведения действительности: плоскостное изображение помещалось на отвлечённом (нередко "золотом") фоне, отсутствовали реальные объёмы и трёхмерное пространство, выбор элементов пейзажа и аксессуаров подчинялся выявлению символического или повествовательного смысла композиции, но не задаче передать натуру; гл. роль в формировании образного строя произв. И. играют композиционно-ритмическое начало, выразительность линии, цвета. В придворно-аристократиче-ском иск-ве, где были сильны античные традиции, преобладали благородная возвышенность образа, утончённость его духовного строя, изящество формы. Но в И. были сильны и фольклорные представления. Наивная поэзия сказки, расцвеченная живой фантазией, песенная образность, простосердечная повествова-тельность, выразительная конкретность деталей были характерны гл. обр. для И. местных школ.

Отказываясь от зрительного жизнепо-добия изображения, в И. тем более тщательно и сложно формировали эмоциональную выразительность образа. Существенным завоеванием И. было расширение духовного содержания произведений. Она принесла в иск-во ряд нравственных и психологич. мотивов: нравств. доблесть, нежность материнства, чувство сострадания, трагич. скорбь и радостное ликование. Живое человеческое содержание иконописцы могли развивать лишь в строгих рамках предписанной церковью иконографии, зафиксированной в т. н. подлинниках (сборниках образцовых рисунков). Это заставляло особенно тонко и изощрённо осмысливать духовный строй образа. Целостность эстетич. принципов И. была подорвана кризисом ср.-век. мировоззрения и развитием культуры Возрождения.

С возникновением в отд. странах реалистич. исканий, характерных для живописи нового времени, И. сначала переходит к компромиссным формам, а затем приходит в упадок, постепенно превращаясь в ремесло.

Илл. см. на вклейке к стр. 120-121.

Лит.: Брук Я. В., Живое наследие, М., 1970; Лазарев В. Н., Русская икона, в его кн.: Русская средневековая живопись. Статьи и исследования, М., 1970; Wu If О., Alpatoff М., Denkmaler der Ikonen-malerei in kunstgeschichtlichen Folge, Hel-lerau bei Dresden, 1925; Gerhard H. P., Welt der Ikonen, Recklinghausen, [1957]; Onasch K.t Die Ikonenmalerei, Lpz., 1968. Г. А. Недашивин.

ИКОНОСКОП (от греч. eikon - изображение и skopeo - смотрю, рассматриваю), первая передающая телевизионная трубка с накоплением электрич. зарядов для преобразования оптич. изображения в телевиз. сигналы. В И. (рис.) световой поток от объекта падает (через оптич. систему) на светочувствительную мишень-слюдяную пластину с мозаикой, состоящей из нескольких млн. изолированных друг от друга миниатюрных фотокатодов из зёрен серебра, покрытых цезием или окислом цезия, и вызывает на её поверхности характерное распределение электрич. зарядов, т. н. потенциальный рельеф. На другую её сторону нанесён металлич. слой, т. н. сигнальная пластина. Каждый фотокатод с этой пластиной образует конденсатор. Электронный луч, обегая мозаику мишени в определённой последовательности, задаваемой характером телевиз. развёртки, разряжает каждый конденсатор через резистор Ки (сопротивлениенагрузки), подключаемый обычно к широкополосному усилителю электрических сигналов (см. Электрических сигналов усилитель).

И. был предложен в 1931 независимо друг от друга сов. учёным С. И. Катаевым и амер. учёным В. К. Зворыкиным, построившим его в 1932. И. позволил впервые передавать натурные сцены и телекинофильмы при освещённости более 7-10 тыс. лк. В 50-х гг. И. был заменён более совершенными передающими телевиз. трубками (супериконоскопом и др.).

Лит.: Власов В. Ф., Электронные и ионные приборы, 3 изд., М., 1960.

В. И. Баранов.

ИКОНОСТАС (от икона и греч. stasis - место стояния), перегородка с иконами в православном храме, отделяющая от осн. части его интерьера алтарную часть. И. пришёл на смену низкой алтарной преграде с иконами над ней. В своей развитой форме (высокий И.) известен с нач. 15 в. (И. Благовещенского собора в Моск. Кремле, 1405, с иконами Феофана Грека, Андрея Рублёва, Прохора с Город-ца). Строгая религ. иерархия сюжетов (внизу - "местные" иконы, над ними рядами - "деисусный чин", "праздники", "пророки"), подчёркнутая высотой рядов и пропорциями отд. икон, их ритмич. и цветовым строем, а также симметричность их расположения определяют общую композицию И., вк-рой живопись и позолоченная резьба деревянного архитектурного обрамления (особенно пышная в 17 в.) образуют художественное единство (см. Синтез искусств). Некоторые И. 18 - нач. 19 вв., решённые в виде триумфальных арок с деревянными статуями, воспринимаются как торжественный вход в алтарь.

Лит.: Древнерусское искусство, М., 1970, с. 29-72; Лазарев В. Н., Русская средневековая живопись, М., 1970, с. 128-39.
Иконостас Петропавловского собора в Ленинграде. Дерево. 1722-27. По рисунку И. П. Зарудного резьбу выполняли Т. Иванов и И. Телега.

 
ИЛИМ, река в Иркутской обл
ИЛИМ, река в Иркутской обл. РСФСР, прав, приток Ангары. Дл. 589 км, пл. басе. 30 300 км2. Берёт начало и течёт по Среднесибирскому плоскогорью. От истока до с. Илимска носит горный характер. В 8 км от устья - порог Симахинский, образованный траппами. Питание снеговое и дождевое. Ср. расход у населённого пункта Сотникова (52 км от устья) 139 м3/сек. Замерзает в конце октября, вскрывается в начале мая. Гл. притоки: Коченга, Туба - справа; Чора - слева. Сплавная. Судоходна для мелких судов до с. Илимска. В 40 км ниже устья И. на р. Ангара строится (1972) Усть-Илимская ГЭС. В басе. И.- Коршуновское месторождение жел. руд. От с. Илимска на Лену через pp. Муку и Куту (басе. Лены) проходил в 17-19 вв. т. н. Ленский волок.


ИЛИМПЕЯ, река в Эвенкийском нац. окр. Красноярского края РСФСР, лев. приток р. Нижняя Тунгуска. Дл. 611 км, пл. басе. 17 400 км2. Берёт начало и протекает по Среднесибирскому плоскогорью. Замерзает в конце октября, вскрывается в начале мая. Лев. притоки -Лимптэкан и Сунгнумо. Из-за порогов И. несудоходна.

ИЛИНГ (Ealing), город в Великобритании, в составе конурбации Большого Лондона. 299,5 тыс. жит. (1971). Крупное машиностроение, в т. ч. автомобилестроение; пищевая, полиграфическая, химическая промышленность.

ИЛИНДЕНСКОЕ ВОССТАНИЕ 1903, нац.-освободит. восстание народов Македонии против османского ига. Началось 20 июля (2 авг.) 1903, в Ильин день (отсюда название). Подготовлялось Внутренней македоно-одринской (ад-рианопольской) революционной организацией (ВМОРО). И. в. охватило гл. обр. юго-зап. Македонию (Битольский вилайет). Восставшие, в основном крестьяне, овладели рядом сёл и небольших посёлков. 4 авг. они заняли г. Крушево, провозгласили республику (т. н. Крушевская республика 4 -12 авг. 1903) и создали Временное революционное правительство во главе с болг. социал-демократом Н. Каревым. Руководители восставших выступили с Обращением, в к-ром указывали, что "...дело восстания стоит выше всяких национальных и племенных различий". В остальных р-нах Македонии восстание не приняло массового характера. Когда И. в. шло на убыль, в вост. Фракии 19 авг. (в день Преображения - отсюда название) вспыхнуло Преобра-женское восстание болгар Лозенградского р-на Адрианопольского вилайета, также подготовленное ВМОРО. Восставшие провозгласили республику в г. Малко-Тырново. К сер. сентября силами регулярной армии тур. султана И. в. было подавлено. Тысячи повстанцев погибли в боях и были расстреляны, десятки тысяч остались без крова, более 30 тыс. эмигрировало.

Лит.: Илинденски зборник. 1903-1953. CKonje, 1953; Странскиот печат за Илинден-ското востание (Материалы), Скоще, 1953; Кьосев Д., Илинденско възстание, София, 1953; Илинден 1903, Београд, 1954; И лин денско-преображенското възстание. 1903 - 1968, София, 1968; Книга за Илинден. Зборник на трудови, София, 1969; Илинден, Преображение 1903, София, 1968; Илинден 1903, Скоще, 1970.

Илинденское восстание 1903. Группа повстанцев.

ИЛИН-ЮРЯХ, И-Юрэх, река в Якут. АССР, правая составляющая р. Россоха (басе. Алазеи). Дл. 337 км, пл. басе. 9730 км2. Берёт начало на зап. окраине Колымской низм. двумя истоками (Хотол и Часкина-Сяне). Озёрность бассейна 15,1%. Питание дождевое и снеговое.

ИЛИОН (flion), второе название Трои

ИЛИРГЫТГЫН, Пыыйлин, Илиргыткин, озеро в Якут. АССР. Расположено на крайнем С. Колымской низменности. Пл. 115 км2. Через И. протекает р. Вотапваам, впадающая в Восточно-Сибирское м. Из И. вытекает река без названия, проходящая через оз. Алькы-гытгын и впадающая в Вотапваам. Питается дождевыми и снеговыми водами.

ИЛИЧ (Илич) Воислав (4.4.1862, Белград,-21.1.1894, там же), сербский поэт. Сын И. Илича. При жизни И. вышло 3 сб-ка стихов. Как автор политич. сатиры и гражд. лирики продолжал лучшие традиции серб, демократич. поэзии. За резкую критику полицейско-бю-рократич. режима подвергался гонениям со стороны властей. Лирика И. нач. 90-х гг. отмечена субъективно-филос. настроенностью. В целом поэзия И. тяготела к классич. ясности, гармонич. стройности, музыкальности. К лучшим образцам серб, лирики относятся его стихи о природе.

Соч.: Сабрана дела, св. 1 - 2, Београд, 1961.

Лит.: Пави М., В. Или, Београд, 1961; СкерлиЬ J., В. Или, Сабрана дела, кн. 3, Беогоад, 1964.

ИЛИЧ (Или) Йован (15.8.1824, Ресник, под Белградом,- 12. 3. 1901, Белград), сербский поэт. Изучал философию в Венском ун-те. Участник нац.-освободит. движения сербов 40-50-х гг. Первый сб. стихов вышел в 1854. И. утверждал идею патриотизма и братства слав, народов (стихи "Москва", "Жижка" и др.). Фольклорными мотивами проникнуты его лирика, поэма "Пастухи" (1868), сб. стихов "Бубен" (1891). Нек-рые стихи И. стали нар. песнями.

Соч.: Целокупна дела, Београд, 1929.

Лит.: Скерли J., Историка нове српске книжевности, 3 изд., Београд, 1953.

ИЛЛАРИОНОВО, посёлок гор. типа в Синельниковском р-не Днепропетровской обл. УССР. Ж.-д. станция на линии Днепропетровск - Синельниково. Предприятия по обслуживанию ж.-д. транспорта.

ИЛЛЕР (Iller), река на Ю. ФРГ, прав, приток Дуная. Дл. 163 км, пл. басе. 2,2 тыс. км2. Истоки в Альгёйских Альпах, в низовьях пересекает Швабско-Баварское плоскогорье. Летние паводки, зимняя межень. Ср. расход воды в устье ок. 70 м3/сек, наибольший до 1000 м3/сек. Несколько ГЭС. Сплав леса. На И.- гг. Зонтхофен, Кемптен.

ИЛЛЕШ (Illes) Бела (р. 22.3.1895, г. Кашша, ныне Кошице), венгерский писатель. Чл. Комму нистич. партии с 1919. Окончил юридич. ф-т Будапештского ун-та. В 1916 призван в армию, участник венг. пролет, революции 1919. После её поражения эмигрировал. В 1920 вёл нелегальную работу в Закарпатской Украине. С 1921 жил в Австрии, в 1923- 1945 - в СССР. В 1925-33 секретарь Междунар. объединения революц. писателей. Впечатления воен. лет отразил в романе "Записки доктора Пала Утриуша" (1917). Роман "Тисса горит" (рус. пер. 1929-33, на венг. яз. 1957) воссоздаёт борьбу венг. трудящихся в 1919 за сов. республику. Трилогия "Карпатская рапсодия" (рус. пер. 1941, на венг. яз. 1945) посвящена жизни и революц. борьбе трудящихся Закарпатья; роман "Обретение родины" (кн. 1-3, 1952-54, рус. пер. 1959) - событиям 2-й мировой войны 1939-45 и освобождению Венгрии. Лауреат премии им. Кошута (1950, 1955).

Соч.: Kenyer, Bdpst, 1961; Loveszarokban..., [Bdpst], 1967; Pipafust mellett..., [Bdpstl, 1967; в рус. пер.- Золотой гусь, М., 1958.

Лит.: Живов М., От Пеметэ до Тиссы, М., 1932; Кланицаи Т., Саудер И., Сабольчи М., Краткая история венгерской литературы, XI - XX в., Будапешт, 1962; Кун Б., Статьи о литературе, М., 1966.

В. С. Иванов.

ИЛЛИНОЙС (Illinois), река в США, лев. приток р. Миссисипи. Образуется слиянием pp. Дес-Плейнс и Канкаки. Дл. 437 км, от истока Канкаки - 653 км. Пл. басе. ок. 82 тыс. км2. Русло образует ряд озёровидных расширений. Питание дождевое и снеговое. Паводок в марте - мае, летне-осенняя межень. Ср. расход воды ок. 1000 М31сек. В верхнем течении соединена судох. каналами с оз. Мичиган (у г. Чикаго) и р. Миссисипи. Шлюзована и судох. на всём протяжении, выше г. Ла-Салл канализована. На И.- г. Пеория.

ИЛЛИНОЙС (Illinois), штат на С. США. Расположен в сев. части Центр, равнин, между оз. Мичиган, р. Огайо и р. Миссисипи. Пл. 146 тыс. км2. Нас. 11,1 млн. чел. (1970), в т. ч. 83% городского. Адм. ц.- Спрингфилд. Крупнейший город и гл. экономический центр-Чикаго, где живёт (включая пригороды) более 60% нас. штата. И. расположен на главных трансконтинентальных путях и у важнейших внутр. водных путей США. Поверхность - холмистая равнина (вые. до 378 м на С.), покрытая плодородными чернозёмовидными почвами. Климат умеренный, континентальный. Ср. месячные темп-ры от -3 °С до 25 °С. Осадков 800-1000 мм в год. Недра И. богаты каменным углём, нефтью, плавиковым шпатом и др.

И.- высокоразвитый индустоиально-агр. штат, занимающий в США 5-е место по населению, продукции пром-сти и с. х-ва. В обраоат. пром-сти занято 32% экономически активного населения, в горнодобывающей - 0,5% , в с. х-ве - 4%. В 1968 добыто кам. угля 56 млн. т, нефти 10,6 млн. т. Занятых в обрабат. пром-сти 1,4 млн. (1969, из них 980 тыс.в Чикаго), в т. ч. до 50% в машиностроении и металлообработке, почти 10% в металлургической и 10% в пищевой. Ведущие отрасли: радиоэлектроника, электротехника, произ-во пром. и строит, оборудования, с.-х. орудий, локомотиво-и вагоностроение - в Чикаго, Рокфорде, Рок-Айленде, Пеории, чёрная металлургия (гл. обр. в Чикаго), пром-сть нефте-перерабат., хим. и мясоконсервная - в Чикаго, Ист-Сент-Луис. Значит, размеры полиграфич., швейной, винокуренной пром-сти. И. входит в состав важнейшего с.-х. р-на США - "кукурузного пояса". Под фермами находится 85% терр. Гл. культуры - кукуруза (2-е место в США) и соя (1-е место); сеют также пшеницу, овёс, травы. Более 50% товарной продукции даёт животноводство. Поголовье (янв. 1970, тыс.); крупного рогатого скота 3300, свиней 6600, овец 389. Длина железных дорог 18 тыс. км, шоссейных дорог 170 тыс. км. По И. проходит канализованный путь, связывающий систему Великих озёр с басе, р. Миссисипи (см. Иллинойский канал).

В.М.Гохман.

ИЛЛИНОЙСКИЙ КАНАЛ (Illinois Waterway), канализованный водный путь в США, связывающий систему Великих озёр с басе. р. Миссисипи. Берёт начало из оз. Мичиган у Чикаго как Чикагский санитарно-су доходный канал, затем идёт вдоль рек Дес-Плейнс и Иллинойс до впадения последней в р. Миссисипи у Графтона (60 км выше Сент-Луиса). Создан вместо старого канала Иллинойс - Мичиган, закрытого в 1900. По каналу проходит более 20 млн. т грузов в год, гл. обр. нефть и нефтепродукты, уголь, стройматериалы.

ИЛЛИРИЗМ ,обществ.-политич. и культурное движение в 30-40-х гг. 19 в. в Хорватии и Славонии, а также частично в др. югославянских землях. Было вызвано развитием капиталистич. отношений в условиях разлагающегося феодализма и формированием хорв. нации. Руководство И. находилось в руках либерального дворянства и связанной с ним интеллигенции. Ведущей идеей И. была мысль о "Великой Иллирии", к-рая, по представлению хорв. нац. деятелей, охватывала бы все южнослав. и частично неслав, области. Рассматривая их население как один народ, происшедший от коренных жителей Др. Иллирии - иллирийцев, идеологи И. выдвинули в качестве гл. цели движения литературно-языковое объединение юж. славян, считая это предпосылкой для их политич. соединения в будущем. Организованная нац. борьба началась в Хорватии и Славонии в 1835, когда один из руководителей И. Л. Гай стал издавать первую политич. газету на хорв. языке "Новине хорватске" ("Novine horvatske") с лит. приложением "Danica Horvatska, Slavonska i Dalma-tinska" (c 1836 - "Ilirske narodne novi-ne" и "Danica Ilirska"). Гай сформулировал ближайшие задачи И. Они сводились к борьбе за развитие хорв. нац. культурыи языка, к-рые идеологи И. пытались представить общими для всех юж. славян. С нач. 40-х гг. иллирийское движение приобрело политический характер. В И. были различные направления. Правое крыло представляло интересы консервативной части господств, класса. Его возглавлял граф Я. Драшкович. Ведущим было либеральное течение (Л. Гай, И. Кукулевич-Сакцинский, Л. Вукотинович и др.), отражавшее интересы обуржуазивающихся помещиков и зажиточной торг.-пром. буржуазии. В 40-х гг. либералы потребовали обеспечения автономии Хорватии и Славонии внутри Венг. королевства, введения в них в качестве официального хорв. языка, стремясь в то же время к политич. воссоединению хорв. земель, в первую очередь Хорватии, Славонии, Военной границы, Далмации. Либералы выступили за отмену барщины и проведение др. бурж. реформ. Незадолго до 1848 началось вызревание бурж.-демократич. течения, представителем к-рого был адвокат С. Врбанчич. В 1841 в Хорватии и Славонии оформилась мадьяронская (провенгерская) группировка - "Хор-ватско-венг. партия", выступившая за союз Хорватии и Славонии с Венгрией. Борьба между сторонниками И. и мадьяронами доходила до вооружённых столкновений. Австр. двор вначале оказывал И. нек-рое содействие, но в 1843, опасаясь сближения югославян. народов и усиления хорв.-венг. противоречий, австр. пр-во предприняло против И. ограничит, меры. В 1848 начался новый этап бурж.-нац. борьбы в Хорватии и Славонии, проходивший под лозунгом политич. объединения югославянских народов Габсбургской империи и их автономии в её составе; существовала также тенденция к соединению южных славян в самостоятельное государство. Победа контрреволюции в Габсбургской империи означала крах И.

И. сыграл важную роль в развитии хорв. культуры и лит-ры, к-рую деятели движения изображали как южнославянскую. Заслугой деятелей И. была защита самобытности хорв. культуры в борьбе против попыток её германизации и мадья-ризации. В 1836 В. Бабукич установил нормы нац. лит. языка в работе "Основы словаря иллирскогославянского наречия", принятые затем печатью, писателями и учёными. Были созданы типография и читальни, в 1845 - кафедра хорв. яз. и лит-ры при Загребской академии. В 1847 хорв. яз. признан официальным в Хорватии и Славонии. В период И. возникла нац. хорв. лит-pa, для к-рой характерны романтическое воспевание прошлого "иллиров", разработка историч. сюжетов, обращение к фольклору (патрио-тич. песни Л. Гая, С. Враза, П. Прерадо-вича, поэмы И. Мажуранича и Д. Де-метера, историч. повести Л. Вукоти-новича и И. Кукулевича-Сакцинского и др.).

Лит.: Кулаковский П., Иллиризм, Варшава, 1894; Лещиловская И. И., Иллиризм, М., 1968; История Югославии, т. 1, М., 1963, с. 388 - 96; Surmin D., Hrvatski preporod, d. 1-2, Zagreb, 1903 - 04; J e z i с S., Ilirska antologija, Zagreb, 1934; ШишиЬ Ф., Хрватски шшризам, Београд, 1921; Petre F., Poizkus ilirizma pri slovencih (1835-1849), Ljubljana, 1939; Bicanic R., Poceci kapitaliz-ma u hrvatskoj ekonomici i politici, Zagreb, 1952; Bar а с A., Hrvatska knjizevnost od Preporoda do stvaranja Jugoslavije, knj. 1, Zagreb, 1954; Bogdanow V., Historija politickih stranaka u Hrvatskoj..., Zagreb, 1958.

ИЛЛИРИЙСКИЕ ПРОВИНЦИИ (Les Provinces Illyriennes), вассальное от Франции гос. объединение (1809-14) словен. и хорв. земель, отошедших к Франции по Пресбургскому миру 1805 и Шёнбрунн-скому миру 1809. В состав И. п. входили зап. Корушка (Каринтия), Крайна, Гражданская Хорватия, венецианская Истрия, б. ч. Далмации, Дубровник, Военная Хорватия (Военная граница) (см. карту). Адм. ц. И. п.- г. Любляна. Название И. п. произошло от иллирийцев - племён, населявших в древности эту терр. После поражения Наполеона I в войне 1812 с Россией Австрия в 1813 оккупировала И. п. Решением Венского конгресса 1814-15 их терр. была закреплена за Австрией.

ИЛЛИРИЙСКИЙ ЯЗЫК, индоевроп. реликтовый язык иллирийцев. Письменными памятниками в пределах Балкан не засвидетельствован. Реконструируется по большому числу географических названий, личных имён и немногим глоссам, а также по надписям с юга Апеннинского полуострова на мессапском языке, который большинство специалистов считает И. я.

Лит.: Гиндин Л. А., Язык древнейшего населения юга Балканского полуострова, М., 1967, с. 10 - 11; Десницкая А. В., Древние германо-албанские языковые связи в свете проблем индоевропейской ареальной лингвистики, "Вопросы языкознания", 1965, № 6; Порциг В., Членение индоевропейской области, пер. с нем., М., 1964; К rahe H., Die Sprache der Illyrier, Bd 1-2, Wiesbaden, 1955-64; М а у e r A., Die Sprache der alten Illyrier, Bd 1-2, W., 1957-59; KronasserH., Zum Stand der Illyristik, "Балканско езико-знание", 1962, № 4, S. 5-23; Stipсeviс A., Bibliographia illyrica, Sarajevo, 1967.

ИЛЛИРИЙЦЫ (греч. Illyrioi), общее название обширной группы индоевроп. племён, занимавших в древности С.-З. Балканского п-ова от ср. течения Дуная до Адриатич. м. (наиболее значит, из иллирийских племён: далма-ты, либурны, истры, яподы, паннонцы, дези-тиаты, пирусты, диционы, дар даны, ар дней, таулан-тии, плереи и др.) и частично Ю.-В. Апеннинского п-ова (япиги, мессапы и др.). Первые упоминания об И. встречаются у греч. авторов Гекатея Милетского (6 в. до н. э.) и Геродота (5 в. до н. э.). Археологически И; связаны с гальш-татской культурой раннего железа (ко времени её расцвета в 700 - 400 до н. э. относятся культовые повозки, керамич. и бронзовая утварь с фигурами и рельефными фризами, украшения). В 7- 3 вв. до н. э. на терр. расселения И. греки основали ряд торг, и земледельч. поселений-колоний. Сначала И. строили крепости из необработанного камня, а позже стали под греч. влиянием выкладывать стены из тёсаных квадров, украшать святилища скульптурой. В нач.3 в. до н. э. в иллирийские области вторглись кельты, отчасти оттеснив И., отчасти подвергнув их кельтизации (образовалась группа иллиро-кельтских племён). В 3 в. до н. э., когда И. пришли в столкновение с римлянами, они находились в основном на стадии разложения первобытнообщинных отношений (у южноиллирийских племён возникли первые раннеклассовые образования ещё ранее: в 4 в. до н. э. у энхелеев и во 2-й пол. 4 в. до н. э. у таулантиев, в сер. 3 в. до н. э. у ардиеев). Подчинив соседние племена, ар дней создали обширную державу со столицей в Скодре (совр. Шкодер). В результате т. н. Иллирийских войн (229-228, 219, 168-167) между ардиеями t римлянами территория державы ардиее! была завоёвана римлянами (167) и во шла в состав рим. провинции Македония (148 до н. э.). Сев. области побережья населённые либурнами, далматами и япо дами, были завоёваны римлянами вс 2-1 вв. до н. э.; окончательно они были покорены во время Иллирийской войны 35-33 до н. э. Тогда же были завоёваны и племена паннонцев на средней Саве. В 13-9 до н. э. римлянами были завоёваны племена севернее Савы вплоть до ср. течения Дуная. Племена внутр. Далмации (дезитиаты, пирусты и др.) были покорены римлянами в ходе подавления панноно-далматского восстания 6-9 н. э. И. подверглись быстрой и сильной романизации (особенно на побережье и в городах). В ходе Великого переселения народов И. были окончательно ассимилированы; постепенно исчез и древний иллирийский язык. Потомками древних И. нек-рые учёные считают совр. албанцев. Памятники культуры И. сохранились в Австрии, Италии, Албании, Югославии.


Лит.: Свиридова И. Н., Иллирийские племена в кон. 1 в. до н. э. - в нач. 1 в. н. э., "Уч. зап. Московского Гос. педагогического ин-та им. В. И. Ленина", 1960, № 153[а]; Budimir М., Iliri i prailiri, "Vjesnik za arheologiju i historiju dolmatin-sku", 1952, № 53; Stipсeviс А., О umjetnosti starih ilira, "Republika", [Zagreb], 1960, broj 1, s. 16 - 17; Alfoldy G., Bevolkerung und Gesellschaft der romischen Provinz Dalmatien, Bdpst, 1965; Stipсeviс A., Bibliographia illyrica, Sarajevo, 1967.

ИЛЛИРИК (Illyricum), 1) завоёванная римлянами в 167 до н. э. территория расселения иллирийского племени - ардие-ев (Illyricum regnum); в 148 дон. э. вошла в состав рим. провинции Македония. 2) Рим. провинция, образованная, вероятно, во 2 в. до н. э. (самое позднее при Цезаре, сер. 1 в. до н. э.) на терр. расселения остальных иллирийских племён, завоёванных римлянами к кон. 1 в. до н. э. В 8 н. э. эта огромная провинция была разделена на 2: Верх. И.- Далмация и Ниж. И.- Паннония. 3) В период Рим. империи И. назывался таможенный округ, включавший дунайские провинции: Рецию, Норик, Паннонию, Дакию, Далмацию, Мезию. При имп. Диоклетиане (кон. 3 в.) И. был разделён на Зап. И. (I. occidentale) и Вост. И. (I. orientale). Для империи имел огромное хозяйственное и военно-стратегич. значение.

ИЛЛИЧ-СВИТЫЧ Владислав Маркович (12.9.1934, Киев,-22.8.1966, Загорянская Моск. обл.), советский языковед-компаративист. Обосновал ностратич. теорию (см. Ностратические языки) родства индоевроп., картвельских, семито-хамитских , дравидийских, уральских и алтайских языков, создав сравнительную фонетику и сравнительный словарь общих корней ("Опыт сравнения ностра-тических языков", т. 1, 1971). Автор фундаментальной работы " Именная акцентуация в балтийском и славянском" (1963), этимологич. и сравнительно-фонетических исследований пославянским, балтийским языкам, по индоевропеистике, по уральским, алтайским, картвельским, чадским языкам. Составил первый маке-донско-русский словарь (совм. с Д. То-ловски).

Соч.: Древнейшие индоевропейско-семитские языковые контакты, в сб.: Проблемы индоевропейского языкознания, М., 1964; Материалы к сравнительному словарю ностра-тических языков, в сб.: Этимология. 1965, М., 1967; Соответствия смычных в ностратических языках, в сб.: Этимология. 1966, М., 1968.

ИЛЛЮВИЙ (от лат. illuvies - разлив, намывная грязь), минеральные и органич. вещества, выщелоченные дождевыми водами из верхней части почвы и отложенные в её нижней части (иллювиальном горизонте). И. состоит в зависимости от типа почвы из гумуса, гидроокислов железа, карбонатов, гипса.

ИЛЛЮЗИИ (лат. illusio, от illudo- обманываю, насмехаюсь, разыгрываю), 1) неадекватное представление о воспринимаемом объекте, выходящее за границы обычных ошибок восприятия. И. представляют собой по преимуществу неосознанное и не поддающееся произвольной коррекции явление. 2) Ложные, несбыточные надежды, мечты.

Рассмотрение отд. примеров иллюзорного восприятия можно встретить уже у античных авторов (Аристотель, Лукреций, Витрувий). В эпоху Возрождения и в новое время интерес к И. культивировался занятиями оптикой и разработкой теории перспективы. Однако лишь начиная с работы С. Оппеля (1854, Германия) изучение И. приобретает систематич. характер. В русле гештальт-психологии И. впервые была осмыслена как самостоят, явление (М. Верт-хеймер, 1912, Германия). В совр. психологии наиболее значительные исследования И. проведены школами сов. психолога Д. Н. Узнадзе и швейц. психолога Ж. Пиаже.

Общеизвестны т. н. оптико-геометрич. И. (см. Иллюзии оптические), И. восприятия веса, времени, различных видов кажущегося и индуцированного движения, а также эффекты последствия фиксированной установки; были изучены также И., возникающие в сложных специальных условиях. Для каждой И. может быть экспериментально получена своя кривая ошибок восприятия, определённые количеств, показатели.

Большинство И. либо ослабевает (первичные И.), либо усиливается (вторичные И.) с возрастом, обнаруживая таким образом тесную связь с общим ходом развития восприятия, в частности с формированием его константности. И. издавна используются в искусстве, позволяя достигать особых эффектов выразительности. Учёт законов иллюзорного восприятия необходим при всякого рода прямых наблюдениях и оценках, а также в практике архитектуры и внешнего оформления изделий. А. А. Пузырей.

И. (м е д.). Иллюзорные обманы чувств возможны у здоровых людей, но свойственны преимущественно лицам с острыми и хронич. психич. расстройствами. И. возникают часто вследствие усталости, истощения, страха, тревожно-подавленного настроения или подозрительного отношения к окружающему. Так, напр., в лесу боязливый путник способен принять куст за затаившегося злоумышленника; инфекционному больному пятна на стене представляются изображением дерева, животного; алкоголик в состоянии похмелья в говоре толпы на улице слышит упрёки и брань в свой адрес. И. могут быть зрительными .слуховыми, а также осязательными, вкусовыми, обонятельными. И. отличаются от галлюцинаций наличием реального объекта восприятия. Помимо И. как психопатоло-гич. феномена, существуют "физические И." - всеми наблюдаемые явления, безотносительно к особенностям психики (см. Иллюзии оптические).

Б. И. франкштейн.

Лит. ГрегориР. Л., Глазимозг, М., 1970; Piaget J., Les mecanismes perceptifs, P., 1961; Carraher R. G., Thurston J. В., Optical illusions and the visual arts, N. Y., 1966.

Иллюзии оптические. 1. Высота фигуры кажется больше её ширины, хотя они равны. 2. Длинные косые линии параллельны друг другу, хотя кажутся расходящимися. 3. Две средние линии, идущие справа налево, - параллельные прямые, хотя кажутся дугами, обращёнными выпуклостями одна к другой. 4. Палуба правого корабля кажется короче палубы левого; между тем они изображены равными прямыми линиями. 5. Обе фигуры совершенно одинаковы, хотя верхняя кажется короче и шире нижней. 6. Нижняя дуга кажется более выпуклой и короткой, чем верхняя; между тем дуги одинаковы. 7. Буквы этой надписи поставлены прямо. 8. Эта фигура может представляться трояко: в виде лестницы, в виде ступенчатой ниши и в виде бумажной полосы, согнутой "гармоникой " и протянутой наискось.

ИЛЛЮЗИИ ОПТИЧЕСКИЕ, обман зрения, ошибки в оценке и сравнении между собой длин отрезков, величин углов, расстояний между предметами, в восприятии формы предметов и пр., совершаемые наблюдателем при определённых условиях. Ошибки эти весьма многочисленны, разнообразны и с трудом поддаются классификации. За немногими исключениями удовлетворительные объяснения конкретных причин, вызывающих появление И. о., отсутствуют. На рис. 1 (см. табл.) приведён пример И. о., возникающих в результате свойства глаза переоценивать длину вертикальных линий по сравнению с горизонтальными. Высота Фигуры, изображённой на рис. 1, кажется больше, чем её ширина, на самом деле они равны.

Разнообразны И. о., относящиеся к восприятию направлений линий. Пример таких И. о. дан на рис. 2 и 3. Длинные, косо направленные прямые линии на рис.2 кажутся расходящимися в разные стороны. Такого же характера И. о., изображённые на рис. 3. На этом рис. прямые параллельные линии кажутся изогнутыми. Велико число И. о., связанных с тем, что определённые предметы или части предметов воспринимаются не отдельно, изолированно, а в связи с окружающими их предметами или их частями (психо-логич.закон контрастов). Такого рода И.о. дана на рис. 4, где равные отрезки прямой (палуба корабля) на двух фигурах кажутся разной длины.

К особым видам И. о. относятся иллюзии, иллюстрируемые рис. 5 и 6. Обе фигуры на рис. 5 одинаковы, однако ширина верхней фигуры кажется меньшей, а высота большей, чем нижней фигуры. Две одинаковые дуги на рис. 6 кажутся разными и по длине и по кривизне. На рис. 7 наблюдатель видит на особом фоне буквы, составленные из чёрных и белых полос. Буквы расположены совершенно прямо (в чём можно убедиться с помощью линейки), но кажутся повёрнутыми в разные стороны. Часто встречаются И. о., связанные с восприятием рельефа (напр., И. о., приведённые на рис. 8). При долгом рассматривании рисунка пространственное восприятие может меняться как произвольно, в результате нек-рого усилия воображения, так и непроизвольно и даже вопреки желанию. К И. о. относятся также обманы зрения, вызываемые явлением иррадиации.

И. о. имеют важное значение в изобразит, иск-ве и архитектуре, где умелое использование их расширяет возможности художника или архитектора. На значение И. о. для живописи указывал ещё Л. Эйлер в 1774.

Лит.: Кравков С. В., Глаз и его работа. Психофизиология зрения, гигиена освещения, 4 изд., М.- Л., 1950; Перельман Я. И., Обманы зрения, П., 1924.

ИЛЛЮЗИОНИЗМ, (франц. illusionisme, от лат. illusio - обман, насмешка), имитация видимого мира в произведениях изобразит, иск-ва, создание впечатления реально существующих предметов и пространства. И. предполагает зрит, стирание грани между условным миром изображения и реальной действительностью, их пе-ретекание, активное взаимодействие, зрит, подмену или кажущееся уничтожение веществ, материала (из к-рого состоит само произв.), плоскости стены или картины. И. появляется в антич. живописи, играет заметную роль в иск-ве Возрождения, становитсяодним из гл. принципов монументально-декоративного иск-ва барокко (в интерьере стиля барокко конкретное архит. пространство сливается с устремляющимся в бесконечность иллюзорным живописным пространством); И. встречается и в станковом иск-ве (напр., живописные, реже - графич. на-тюрморты-"обманки" 18 в., акварели Ф. П. Толстого в России).

ИЛЛЮЗИОНИЗМ, вид циркового и эстрадного иск-ва. Основывается на использовании спец. аппаратов - ящиков с двойным дном, оптич. приборов и др., а также на манипуляции, т. е. ловкости рук (прежде всего кистей и пальцев). Артист-иллюзионист добивается появления и исчезновения предметов, людей, "чудесных превращений". В И. широко используются явления, построенные в основном на обмане зрения.

Начало И. относится к древности, когда иллюзионные приёмы использовались жрецами. В 17-18 вв. на ярмарках появились механики, показывавшие "чудеса", основанные на применении различных механизмов. В 19 в. в Париже выступал Г. Гудини, разработавший принципы многих применяющихся и ныне иллюзионных аппаратов. В 20 в. иллюзионисты стремятся создавать большие ревю, построенные на сложных трюках и эффектах, театрализуют выступления, вводят в них комич. элементы. Среди наиболее известных зарубежных иллюзионистов: Ж. Ж. Пинетти, Дж. Б. Боско (Италия), Р. Кефало, Данте, Тафт (США), А. и К. Герман (Германия), П. Ч. Соркар (Индия), Ж. Э. Робер-Уден (Франция), Каланг (ФРГ) и др. Сов. иллюзионисты: Э. Т. Кио (Ренард) и его сыновья Э. Э. и И. Э. Кио, Алли-Вад (А. А. Вадимов-Маркелов), Клео Доротти (К. Г. Карасик), М. А. Марчес, А. С. Шаг, Ван Тен-тау, А. Г. и Р. М. Сокол и др.

Лит.: Кио, Фокусы и фокусники, М., 1958; его же, Иллюзионисты и "волшебники", М., 1959; Вадимов А., Искусство фокуса, М., 1959; Вадимов А. А. и Тривас А. А., От магов древности до иллюзионистов наших дней. Очерки истории иллюзионного искусства, [М., 1966].

Ю. А. Дмитриев.

ИЛЛЮЗОРНОСТЬ (от позднелат. 11-lusorius - призрачный, обманчивый, кажущийся) в изобразительном искусстве, иллюзия чувственной достоверности изображения. И. может проявляться в кажущейся осязаемости, телесности и объёмности воспроизводимых на плоскости предметов, в трёхмерности, стереоскопичности, воздушности изображённого пространства. История иск-ва даёт многообразные варианты соотношения И. и условности в художеств, произв. И., лишённая эстетич. осмысленности и превращённая в самоцель, ведёт к натуралистич. копированию видимого мира.

ИЛЛЮМИНАТОР (от лат. illuminator - осветитель), застеклённое окно в корпусе или надстройке судна для освещения и вентиляции внутр. помещений. Судовые И. бывают круглые (бортовые и рубочные) и прямоугольные (рубочные), глухие и открывающиеся, часто с водонепроницаемыми крышками. Выбор типа И. определяется местом его установки и расстоянием до ватерлинии. И. наз. также круглые окна подводного исследовательского аппарата, самолёта, вертолёта, космич. корабля и др.

ИЛЛЮМИНИРОВАНИЕ (от лат. illuminо-освещаю, делаю ярким, украшаю), раскрашивание вручную гравюр или ри сунков от руки. И. также называете; весь процесс выполнения цветных ми ниатюр и орнаментации в ср.-век. рукописных книгах.

ИЛЛЮСТРАЦИЯ (от лат. illustratio-освещение, наглядное изображение) 1) объяснение с помощью наглядных примеров. 2) Изображение, сопровождающее' и дополняющее текст (рисунки, гравюры фотоснимки, репродукции, карты, схемы и т. п.). 3) Область искусства, связанная с изобразительным истолкованием лит. и науч. произв. В строгом значении термина к И. следует относить произв., пред- назначенные для восприятия в определённом единстве с текстом (т. е. как бы участвующие в процессе чтения). Развитие иск-ва И. в этом её значении тесно связано с историей книги. За пределами И. как таковой остаются изобразит. интерпретации лит. текстов, не предназна- ченные непосредственно для оформления книги (таковы, напр., илл. Боттичелли к "Божественной комедии" Данте О. Домьек "Дон-Кихоту" Сервантеса В. А. Серова к басням И. А. Крылова) И., входя в художеств, организм книги, газеты, журнала, дополняется др. де- коративными элементами оформления (заставки, концовки и инициалы), к-рые также могут составлять образный комментарий к тексту.

Первоначально рукописи иллюстрировались миниатюрами (см. Миниатюра) после изобретения книгопечатания \ ксилографии И. становится гл. обр. со ставной частью графики. Наиболее ранние ксилографические И. появляются в Китае в 6-7 вв., получая особое распространение с 12 в. Кит. И. (сохраняющая композиционные приёмы живописи) отличается выразительной лапидарностью изобразит, языка. В кон. 16 в. в Китае возникает цветная гравюра на дереве вплоть до 20 в. особой популярностью пользуются лубочные книжки-картинки. В Японии книжная графика возникает в нач. 17 в. Расцвет японской ксилографич. И. приходится на 18 - нач. 19 вв.; Моронобу, Харунобу, Утамаро, Хокусай с любовью передают в И. (по отношению к к-рым текст часто играет подчинённую роль) всё бесконечное многообразие живого мира.

Европ. ксилографии. И., зародившаяся в 15 в. и первоначально тесно связанная с иск-вом миниатюры, становится важным средством для распространения религиозно-дидактич., а позднее гума-нистич. и реформационных идей. Ранние И. вырезались на одной доске с текстом, а затем отдельно от неё и помещались вместе с набором; они отличаются лаконизмом обобщённых контуров, гармонирующих с рисунком шрифта (особенно изысканны произв. итал. ксилографов кон. 15 - нач. 16 вв.). В 16 в. в

А. А. А г и н. "Возвращение от прокурора". Иллюстрация к поэме Н. В. Гоголя "Мёртвые души*. 1846 - 47. Ксилография Е. Е, Бернардского. иск-ве И. растёт стремление к передаче глубины пространства, бурных живописных эффектов.

Крупнейшими мастерами И. эпохи позднего средневековья и Возрождения были М. Вольгемут, В. Плейденвурф, И. Амман, А. Дюрер, X. Бальдунг Грин, X. Хольбейн Младший, Л. Кранах Старший в Германии, У. Граф в Швейцарии, Я. Сварт, Лука Лейденский в Нидерландах, Б. Саломон, Ж. Дюве во Франции, Тициан в Италии. В 16-17 вв. возникают также и первые рус., укр. и белорус, ксилографич. И. С кон. 16 в. в И. преобладает техника гравирования на меди; И. превращается в самостоятельную композицию, к-рую исполняли на отд. листе и вклеивали в текст. Особое внимание уделяется фронтиспису, построенному наподобие барочной триумфальной арки. 17 в. - период бурного расцвета науч. И. Среди мастеров И. 17 в. - А. Темпеста, С. делла Белла в Италии, К. де Пассе, Ж. Калло во Франции, П. П. Рубенс во Фландрии, Р. де Хоге в Голландии, М. Мериан в Германии, В. Голлар в Чехии. В 18 в. связь И. с книгой становится прочнее. Широкое распространение получает изысканная виньетка в духе рококо. Художники, тонко раскрывая взаимоотношения лит. персонажей, отбирают гл. моменты повествования, выявляют их внутр. связь; развивается принцип иллюстративной серии (Ю.Гра-вло, Ж. М. Моро, Ш. Эйзен, Ф. Буше, О. Фрагонар во Франции, Д. Н. Ходо-вецкий в Германии, У. Хогарт в Англии,Дж.Б. Пьяццетта в Италии). Замечат. образцы естеств.-науч. И. создают в нач. 19 в. Т. Бьюик в Англии и Дж. Одюбон в США. На рубеже 18-19 вв. появляются более гибкие и дешёвые изобразит, средства - торцовая гравюра на дереве ("политипаж") и литография; для 19 в. характерны как законч. И. - композиции на отд. листах, так и беглые наброски в тексте. Остро сатирической злободневностью отмечены И. мастеров, тесно связанных с журнальной графикой (О. Домье, П. Гаварни, Ж. И. Гранвиля во Франции). У художников-романтиков (У. Блейк, Э. Калверт в Англии, Э. Делакруа, Ж. Жигу во Франции, Л. Рихтер в Германии) И. проникновенна воссоздают эмоциональную атмосферу произв., основываясь на широком диапазоне чувств: от мистич. экзальтации (У. Блейк) до добродушного, фольклорного юмора (Л. Рихтер). Внимательно интерпретируют произв. лит-ры илл. Г, Доре во Франции, А. Менцеля в Германии,. X. К. Брауна (Физа) и Дж. Крукшанка в Англии, Ф. П. Толстого, Г. Г. Гагарина и А. А. Агина в России. В кон. 19 в. не-огранич. свобода репродуцирования любого изображения (появилась фотоме-ханич. репродукция) резко увеличила возможности иллюстраторов, породив многообразие её техник, но в то время станковый характер многих И. приводил к частой утрате единства И. и книги в целом. К достижению синтетич. единства И. со шрифтом и орнаментальными элементами оформления стремился в Англии У. Моррис (совместно с У. Крейном). Изысканно-декоративная стилизация и тонкое ощущение плоскости листа присущи художникам, работавшим в духе "модерна" и национально-романтич. течений: О. Бёрдсли в Англии, Е. Д. Поленовой, В. М. Васнецову, И. Я. Билибину в России. Проблемы декоративной связи И. и книги, эмоциональной выразительности И. решали в России мастера "Мира искусства": А. Н. Бе-нуа, М. В. Добужинский, Е. Е. Лансере; их И. стилистически соответствуют лит. тексту, изображаемой эпохе. К значит, достижениям иск-ва И. кон. 19 - 20 вв. принадлежат также произв. Т.Стейн-лена, Д. Вьержа во Франции; М. А. Врубеля, Л. О. Пастернака, Д. Н. Кардовского в России; П. Хогарта в Англии; Р. Кента в США. Большое место в 20 в. занимает сугубо личная интерпретация художником лит. текста; И. часто становится его вольным ассоциативным аккомпанементом, допускающим многозначнссть его толкования (илл. М. Дени, А. Майоля, Р. Дюфи, А. Матисса, П. Пикассо во Франции,


В. А. Фаворскип. Иллюстрация к книге "Руфь". Ксилография. 1У24.

Ф. Мазереля в Бельгии, X. Эрни в Швейцарии, Р. Гуттузо в Италии, А. Кубина в Австрии).

Сов. книжная И. играет важную роль как одно из средств идейного и эстетического воспитания. 1920-е гг. для сов. И.- период расцвета ксилографии (В. А. Фаворский, А. И. Кравченко), рисунка (В. М. Конашевич, Н. Н. Купреянов, В. В. Лебедев, Н. А. Тырса), зарождения фотомонтажа, появления элементов плакатности в И. (А. М. Родченко и др.), время поисков предметно-визуального единства И. и книги. С 1920-х гг. развивается и многокрасочная И. детской книги. Для И. 1930 - нач. 1950-х гг. характерно стремление к передаче специфики психологич. стороны повествования, к реалистич. достоверности образов, к созданию многолистной серии (Д. А. Шмаринов, С. В. Герасимов, Кукрыниксы, Е. А. Кибрик, Д. А. Дубинский); И. (угольный или карандашный рис., литография) сближается со станковой графикой. Необычайно разнообразна сов. И. 2-й пол. 1950- 1960-х гг., следующая лучшим традициям предшествующих лет. Многочисленные И. к произведениям рус., сов., иностр., а также детской литературы создают Д. С. Бисти, Ю. А. Васнецов, О. Г. Верейский, А. Д. Гончаров, В. Н. Горяев, Н. В. Кузьмин, А. М. Каневский, М. И. Пиков в РСФСР, В. И. Касиян на Украине, С. С. Ко-буладзе в Грузии, Е. М. Сидоркин в Казахстане, Г. С. Ханджян в Армении, А. А. Кучас в Литве и др.

Интересны и разнообразны достижения иллюстраторов социалистич. стран (А. Вюрца в Венгрии, В. Клемке, X. Бальцера, И. Хегенбарта в ГДР, Э. Липиньского, Т. Кулисевича, Ю.Червиньского в Польше, И. Лады, И. Трнки в Чехословакии).

Илл. см. на вклейке, табл. III, IV (стр. 208-209).

Лит.:Тынянов Ю. Н., Иллюстрации, в его кн.: "Архаисты и новаторы", Л., 1929; Кузьминский К. С., Русская реалистическая иллюстрация XVIII - XIX вв., М., 1937; Чегодаев А. Д., Пути развития русской советской книжной графики, М., 1955; Дмитриева Н. А., Изображение и слово, М., 1962; Сидоров А. А., История оформления русской книги, М., 1964; Гончаров А. Д., Художник и книга, М., 1964; Искусство книги, в. 1-6, М., 1960 - 70; В 1 a n d D.. A history of book illustration, Cleveland - N. Y., 1958; L e-wis V., The twentieth century book, L., 1967. Г. Л. Демосфенова.

ИЛОВАЙСК, город (с 1938) в Донецкой обл. УССР. Ж.-д. узел (Иловайское). 20,2 тыс. жит. (1970). Предприятия по обслуживанию железнодорожного транспорта. Производство шлакоблоков.

ИЛОВАЙСКИЙ Дмитрий Иванович (1832-1920), русский историк. Род. в г. Раненбург, ныне г. Чаплыгин Липецкой обл. Окончил Моск. ун-т (1854). Первые монографии ("История Рязанского княжества", 1858, и "Гродненский сейм 1793 г.", 1870) имели известное научное значение. В "Истории Рязанского княжества" И. использовал широкий круг источников, ранее не вовлекавшихся в науч. оборот. В последний период отошёл от исследовательской работы. Автор широко распространённых учебников по всеобщей и рус. истории для ср. школы, имевших глубоко консервативный характер, написанных с позиций защиты монархизма.

Лит.: Очерки истории исторической науки в СССР, т. 2, М., 1960.

ИЛОВАЯ ПЛОЩАДКА, канализац. очистное сооружение для обезвоживания осадка (ила), выпадающего из сточных вод при их отстаивании или перегнившего в метантенках. Осн. часть сооружения - спланированные участки земли (площадки), окружённые земляными валами, по к-рым проходят иловые желоба для подачи осадка. Сырой осадок из отстойников или сброженный осадок из метантенков или др. сооружений периодически накапливается небольшим слоем на И. П. и подсушивается, в результате чего содержание воды в нём уменьшается на 20-25%, он приобретает структуру влажной земли и затем вывозится как удобрение на с.-х. земли. И. п. обычно устраиваются на хорошо фильтрующих естеств. грунтах (песок, супесь) или на искусств, основаниях с дренажем сооружений.

ИЛОВЛЯ, река в Саратовской и Волгоградской обл. РСФСР, лев. приток Дона. Дл. 358 км, пл. басе. 9250 км2. Протекает в пределах Приволжской возв. Питание гл. обр. снеговое. Ср. расход воды