загляните на купон-скидку или справочники: окна kbe, окна veka, окна rehau, остекление балкона, остекление лоджии, изготовление окон, монтаж окон, остекление, производство окон, металлопластиковые окна, окна пвх, пластиковые окна, установка окон, стеклопакеты и евроокна.



ВСЁ О СТРОИТЕЛЬСТВЕ, ЖЕЛЕЗОБЕТОНЕ, БЕТОНЕ, АРХИТЕКТУРЕ И НЕ ТОЛЬКО...:
ОПРЕДЕЛЕНИЯ:

АСФАЛЬТИРОВАНИЕ, устройство асфальтобетонных покрытий на автомобильных дорогах, улицах, аэродромах и т. п. путём укладки и уплотнения асфальтобетонной смеси по предварительно подготовленному основанию. В зависимости от назначения покрытия асфальтобетонную смесь (асфальтобетон) укладывают в один или два слоя на основание из щебня, гравия (нежёсткое основание) или бетона (жёсткое основание). Нижний слой толщиной 4-5 см устраивают из крупно- или среднезерни-стой смеси с остаточной пористостью 5-10% ; верхний слой толщиной 3-4 см-из средне- или мелкозернистой смеси (остаточная пористость 3-5%). При тяжёлых нагрузках и интенсивном движении транспорта покрытия устраивают 3-4-слойными общей толщиной 12-15 см. АСФАЛЬТИРОВАНИЕ начинается с очистки основания от пыли и грязи механич. дорожными щётками и поливомоечными машинами, исправления неровностей основания, обработки его поверхности жидким битумом или битумной эмульсией. Асфальтобетонная смесь приготовляется в асфальтобетоно-смесителях на стационарных или полустационарных заводах (установках), доставляется на место автомобилями-самосвалами и загружается в приёмный бункер асфалътобетоноукладчика, к-рый укладывает, разравнивает и предварительно уплотняет смесь. Окончат. уплотнение осуществляется катками дорожными. .


КОММУНАЛЬНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО, отрасль строительства, занятая сооружением объектов, связанных с обслуживанием жителей городов, посёлков городского типа, районных сельских центров и населённых пунктов сельской местности. В числе этих объектов: системы водоснабжения и канализации с очистными сооружениями и сетями; сооружения городского электрического транспорта с путевым, энергетическим хозяйством, депо и ремонтными предприятиями; сети газоснабжения и теплоснабжения с распределительными пунктами, районными и квартальными котельными; электрические сети и устройства напряжением ниже 35 кв; гостиницы; городские гидротехнические сооружения; объекты внешнего благоустройства населённых мест, озеленения, дороги, мосты, путепроводы, ливнестоки; предприятия санитарной очистки, мусороперерабатывающие и др. Планомерное развитие КОММУНАЛЬНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА в СССР началось ещё в 1-й пятилетке и осуществлялось нарастающими темпами до начала Великой Отечеств, войны 1941-45. В годы 4-й пятилетки (1946-50) проводились работы по восстановлению объектов коммунального назначения, разрушенных во время нем.-фаш. оккупации. В последующие годы КОММУНАЛЬНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО велось высокими темпами в связи с бурным развитием промышленности, культуры, увеличением численности городов и посёлков городского типа .
ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО, теория и практика планировки и застройки городов (см. Город). ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО определяют социальный строй, уровень развития производственных сил, науки и культуры, природно-климатичие условия и национальные особенности страны. ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО охватывает сложный комплекс социально-экономических, строительно-технических, архитектурно-художественных, а также санитарно-гигиенических проблем. Общим для ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО досоциалистических формаций является большее или меньшее влияние на него частной собственности на землю и недвижимое имущество..
ЗЕЛЁНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО, составная часть современного градостроительства. Городские парки, сады, скверы, бульвары, загородные парки (лесопарки, лугопарки, гидропарки, исторические, этнографические, мемориальные), национальные парки, народные парки, тесно связанные с планировочной структурой города, являются необходимым элементом общегородского ландшафта. Они способствуют образованию благоприятной в санитарно-гигиеническом отношении среды, частично определяют функциональную организацию городских территорий, служат местами массового отдыха трудящихся и содействуют художественной выразительности архитектурых ансамблей. При разработке проектов садов и парков учитывают динамику роста деревьев, состояние и расцветку их крон в зависимости от времени года.

Главная страница
Поиск по сайту
Оглавление страниц

Объяснение слов: словарь, справочник, информация. Строительство, экономика, промышленность - все сферы жизни: от А до Г, от Г до П и от П до Я

событий, отказу от ответственности за решение социально-нравств. проблем, пронизывающих собою все действительные отношения человека к другим людям. И. противостоит замыканию внутри ограниченных интересов - бытовых, утилитарных, технических, местных, групповых и т. п.- и любому оправданию этого мещанской, обывательской идеологией, индивидуалистич. отгораживанию от реальных проблем, а также практицизму, к-рый маскируется формальной приверженностью к И. и выхолащивает её. И. всегда противоположна той идеологич. порабощённости, к-рая свойственна классово-антагонистич. обществам и к-рая выражается в слепой вере, в некритич. принятии навязанных и внушённых идей господств, класса. Быть идейным - это значит измерять и оценивать любые частные дела с позиции мировоззренч. принципов; это значит становиться ко всякой ситуации в активное отношение и благодаря этому пролагать новые пути преобразующей деятельности. В историч. борьбе сил прогресса против реакции, созидания против разрушения, освобождения против порабощения и эксплуатации, в борьбе за социализм и коммунизм И. всегда была неотделима от партийности.

И.- источник великой энергии и мужества, нравств. возвышения и очищения, энтузиазма и героизма. И. всегда была знаменем революц.-созидат. активности. Поборники полисной демократии и независимости в антич. Греции и республиканцы в Риме, гуманисты эпохи Возрождения, участники бурж. революций, уходившие в своих устремлениях далеко за пределы возможностей капитализма, утопич. социалисты, революц. демократы, пар гжские коммунары 1871, рус. революционеры 1905 и 1917 - творцы Великого Октября, защитники страны социализма в Гражданской и Великой Отечественной войнах, совр. коммуни-стич., рабочее, нац.-освободит, движение - дают образцы И., картину углубления и расширения поля действия И. вместе с углублением социальных преобразований и с возрастанием требований к личным качествам их вершителей. Чем глубже социальные противоречия и чем более сложные формы они принимают, тем настоятельнее потребность в И. для решения назревших историч. задач. Тео-ретич. содержание И. всегда развивается у участников событий в самом ходе историч. действия. Оно живёт в деятельном процессе проверки, критики и творчества. Поэтому И. передовых сил всегда противостоит как идеологич. догматизму и доктринёрству, так и антиинтеллектуализму реакционных и консервативных классов и групп. И. чужда догматизму, к-рый ставит готовые схемы и формулы выше жизни, выше процесса познания истины, рассматривая саму действительность как нечто подчинённое соблюдению буквы доктрины и превращая свои положения в магич. заклинания, в идеологический ритуал. Антиинтеллектуализм враждебен И. потому, что он принижает и затемняет разум, парализует самостоятельность и критичность мысли, служит эмоциональному внушению, насаждает фанатизм, вызывает тёмные и разрушит, инстинкты и массовые психозы (крестовые походы, расовые конфликты, фашизм). Напротив, развитие И. неотделимо от прогресса разумного познания и нравств. культуры.

Исторически высшая форма И.- И. коммунистическая. Она требует строгого единства теоретич. убеждений и практической их реализации, совпадения слова и дела. Она неразрывно слита с коммунистич. партийностью, с борьбой за коммунистич. идеал. Это - ориентация, опирающаяся не на стихию, не на иррациональную волю или скрытые интересы, а только на истинное понимание объективной сути дела. Для того чтобы стоять на позиции коммунистич. И., нужна полнота убеждённости, вырастающая из разумного отношения к действительности в её целостности и перспективах, нужно глубокое знание последовательно научной, марксистско-ленинской теории и мужество трезвой мысли. А это предполагает высокую эстетич. и нравств. культуру. Быть идейным по-коммунистически - значит владеть диалектикой действит. прогресса, жить его проблемами, находиться в творч. движении, быть открытым всему новому. Знание принципов и последовательная убеждённость помогают наиболее ясному и смелому видению конкретных путей и движущих сил прогресса. Следовательно, это - живой деят. процесс, в к-ром преобразованию и совершенствованию подвергается не только практич. отношение к миру, измеряемое критериями теории, но и сама теория, измеряемая критерием практики. "Не может быть догматизма там, где верховным и единственным критерием доктрины ставится - соответствие ее с действительным процессом..." (Ленин В. И., Поли. собр. соч., 5 изд., т. 1, с. 309). Идейная принципиальность выдерживается не вопреки диалектике жизни, а благодаря овладению ею и воспроизведению её принципов в самой жизни. Нет почвы для скептицизма и нигилизма лишь там, где торжествует требование постоянно учиться на историч. уроках, на положит, и отрицат. опыте и при этом выше всего ценить истину как творч. процесс, правду самой жизни - исток И.

Коммунистич. И. противостоит безыдейности, к-рая открыто проповедует отречение от И., от целостности мировоззренч. принципов (технич. сциентизм, деидеологизация), а равно и скрытой безыдейности, к-рая "принимает" И. без её живого духа, без её творч. характера. Попытки спрятаться от проблем, отказот ответственности за их решение, от самостоятельности в мысли и действии ведут к субъективистской и догматич. лжеидейности, к культу буквы, умерщвляющему дух идеи, подмене И. прямолинейностью, нетерпимостью к творчеству, фанатизмом. Успешно преодолевать безыдейность можно только ведя борьбу против всех её форм. В. И. Ленин направлял критику безыдейности как против отрицания великой нравств. силы революц. идей экономич. материализмом (см. там же, т. 34, с. 332), так и против субъективизма, спекулирующего на "удобных ситуациях". "Авантюризм не думает о последовательности, старается только уловить момент, воспользоваться борьбой идей для оправдания и сохранения безыдейности" (там же, т. 7, с. 214).

В науке И. означает выход за рамки узкого профессионализма, органич. соединение специальных знаний с мировоззренч. проблемами, контроль за нравств. значением научного познания. Коммунистич. И. ориентирует учёного на последоват. принципиальность, утверждая мужество в искании истины, гражданственность, партийность.

В искусстве и литературе И.- критерий оценки художеств, произведений, в к-ром выражены социальная значимость его проблематики и художественной идеи. Вместе с тем подлинная И. органически присуща содержанию произведения (см. Социалистический реализм). И. противостоит безыдейным тенденциям формализма, декадентства, теории "искусства для искусствам, натурализма. Быть идейным в иск-ве - значит также активно осуществлять его воспитательную роль.

Формирование И.- одна из важнейших сторон коммунистич. воспитания. Без И. не может быть всесторонне и целостно развитой личности. Г. С. Батшцев.

ИДЕЛЬ, посёлок гор. типа в Сегежском р-не Карельской АССР, на трассе Беломорско-Балтийского канала. Ж.-д. станция в 60 км к Ю. от Беломорска. Возник в 1933 в связи со стр-вом канала. Предприятия транспорта.

ИДЕЛЬСОН Наум Ильич [1(13).3.1885, Петербург,- 14.7.1951, Ленинград), советский астроном-теоретик и специалист по истории физ.-матем. наук. Окончил Петерб. ун-т (1909), проф. там же (с 1926). Ответств. редактор "Астрономического ежегодника СССР" (1941-43), в приложениях к к-рому опубликовал две работы о редукционных и фундаментальных постоянных в астрономии. Исследовал движение комет Энке и Мешена - Тутля. Автор монографий по теории потенциала, способу наименьших квадратов, истории календаря, биографий Н. Коперника, Г. Галилея, И. Ньютона, Ж. Лагранжа, А. Клеро и Н. И. Лобачевского.

Лит.: Яхонтова Н. С., Идельсон, в сб.: Историко-астрономические исследования, в. 4, М.. 1958, с. 387 - 452 (имеется список трудов И.).

ИДЕН (Eden) Антони, лорд Э и в о н (Avon) (p. 12.6.1897, Уиндлстон, Дарем), гос. деятель Великобритании, один из лидеров Консервативной партии. Происходит из аристократич. семьи. Образование получил в Итоне и Оксфордском ун-те. В период 1-й мировой войны 1914-18 пехотный офицер. В 1923-57 чл. палаты общин от Консервативной партии. В течение мн. лет был тесно связан с брит, внеш. политикой. В 1935-38 мин. иностр. дел, оставил этот пост из-за своих разногласий (в основном тактич. характера) с премьер-мин. Н. Чемберленом, проводившим политику поощрения нем.-фаш. агрессии. В 1939-40 мин. по делам доминионов. В 1940-45 мин. иностр. дел в коалиц. кабинете У. Черчилля', участвовал в работе Тегеранской (1943), Крымской и Потсдамской (1945), а также др. междунар. конференций. В 1951-55 мин. иностр. дел. В апр. 1955 - янв. 1957 премьер-министр. Первостепенное значение придавал сохранению колон, позиций Великобритании. Один из инициаторов англо-франко-израильской агрессии против Египта в 1956. После её провала был вынужден подать в отставку и отойти от активной политич. деятельности. В 1961 получил титул лорда.

A. M. Белоногов.

ИДЕН(Eden), река в Великобритании. Дл. 153 км. Истоки в Пеннинских горах, течёт между ними и Камберлендскими горами в широкой долине; впадает в зал. Солуэй-Ферт Ирландского м. Многоводна зимой. Судоходна до г. Карлайл.

ИДЕНТИФИКАЦИЯ (от позднелат. identifico - отождествляю), признание тождественности, отождествление объектов, опознание.

В криминалистике процесс установления тождества конкретного объекта или личности по совокупности общих и частных признаков путём сравнит, их исследования в целях получения судебных доказательств. В зависимости от субъекта, объекта и способов И. различают следственную, уголовно-регистрационную и экспертную И.

В следственной, экспертной и суд. практике важное значение имеют приёмы И. личности по почерку (см. Почерковедение судебное), по чертам внешности, по следам рук, ног, зубов (см. Трассология); отождествление печатей, штампов, пишущих машин по их оттискам; оружия по стреляным пулям и гильзам (см. Баллистика судебная); обуви по её следам; инструментов и орудий взлома - по следам взлома; транспортных средств - по следам протектора, колёс; целого -по совмещению его частей (напр., частей разбитой автомобильной фары, разорванного документа и др.).

Итоги криминалистич. И. должны быть выражены в процессуальных актах, в противном случае они не будут иметь доказательств, значения. Такими актами являются предъявление для опознания и экспертиза (см. также Криминалистика, Экспертиза судебная).

Лит.: Терзиев Н. В., Идентификация и определение родовой (групповой) принадлежности, М., 1961; Белкин Р. С., Винберг А. И., Криминалистика и доказывание, М., 1969; Колдин В. Я., Идентификация и её роль в установлении истины по уголовным делам, М., 1969.

А. И. Винберг.

В психологии и социологии процесс эмоционального и иного самоотождествления личности с другим человеком, группой, образцом; формирование и обнаружение собств. идентичности (индивидуальности). Первоначально термин "И." был введён 3. Фрейдом. В психоаналитич. лит-ре в качестве моделей И. обычно фигурирует И. ребёнка с родителем того или другого пола. В со-циологич. и социально-психологич. лит-ре термин приобрёл более широкое значение, обозначая, с одной стороны, имитацию, подражат. поведение, а с другой - особенно в исследованиях личности - эмоциональное слияние с объектом, глубокую интериоризацию (освоение) нормы или образца.

И. широко применяется в математике, технике и др., напр, в алго-ритмич. языках используют символы-идентификаторы операций, в кассовых автоматах осуществляется И. монет по их массе и форме и др. К осн. задачам И. относятся: распознавание образов,образование аналогий, обобщений и их классификация, анализ знаковых систем и др. И. устанавливает соответствие распознаваемого предмета своему образу - предмету, называемому идентификатором. Идентификаторы, как правило, являются знаками взаимосоответствующих предметов; идентичные предметы считают равнозначными, т. е. имеющими одинаковый смысл и значение.

Лит.: Зиновьев А. А., Основы логической теории научных знаний, М., 1967; Бонгард М. М., Проблемы узнавания, М., 1967.

В химии определение состава и строения неизвестного соединения путём сопоставления результатов анализа, а также физ. и хим. свойств этого соединения с соответствующими характеристиками известного. По тождественности всех показателей устанавливают идентичность исследуемого неизвестного соединения известному.

Лит.: Вайбель С., Идентификация органических соединений, пер. с англ., М., 1957; Юинг Г. В., Инструментальные методы химического анализа, пер. с англ., М., 1963.

ИДЕНТИЧНОСТЬ (от позднелат. iden-ticus - тождественный, одинаковый), тождество, совпадение двух предметов или понятий.

ИДЕОГРАММА (от греч. idea - идея, образ, понятие и ... грамма), письменный знак, обозначающий (в отличие от букв) не звуки к.-л. языка, а целое слово или корень (напр., в др.-егип., кит. иероглифах).

ИДЕОГРАФИЧЕСКИЕ СЛОВАРИ словари, в к-рых слова расположены по тематическому признаку. См. Словари.

ИДЕОГРАФИЧЕСКОЕ ПИСЬМО (от греч. idea - идея, образ и grapho - пишу), тип письма, знаки к-рого (идеограммы) обозначают не звуки и не слоги, как в звуковом и слоговом письме, а целые слова или же значимые части слов - морфемы. И. п.- один из наиболее древних типов письма; в значит, мере идеографич. характер имели др.-егип., шумерская и др. старейшие системы письма. Наибольшего развития этот тип письма достиг в кит. иероглифике. Системы И. п. всегда отличались исключит, сложностью, поэтому И. п. у большинства народов сменялось более простым слоговым или звуковым.
Лит.: Истрин В. А., Возникновение и развитие письма, М., 1965; ДирингерД., Алфавит, пер. с англ., М., 1963.


ИДЕОЛОГИЯ (от идея и...логия), система взглядов и идей, в к-рых осоз фемы. И. п.- один из наиболее древних типов письма; в значит, мере идеографич. характер имели др.-егип., шумерская и др. старейшие системы письма. Наибольшего развития этот тип письма достиг в кит. иероглифике. Системы И. п. всегда отличались исключит, сложностью, поэтому И. п. у большинства народов сменялось более простым слоговым или звуковым.

Понятие И. изменялось и уточнялось в ходе развития познания. Термин ч И." ввёл в употребление франц. философ и экономист Деспот де Траси (ч Элементы идеологии", 1801). Исходя из принципа, что наши знания происходят из ощущений, он утверждал, будто "идеология" - учение об идеях, исследуя всеобщие принципы и законы возникновения идей, позволяет тем самым установить твёрдые основы для политики, этики, воспитания и т. д. В таком же смысле об И. писали Ж. Кабанис и др. поздние представители школы франц. материализма и сенсуализма. В наполеоновской Франции термин "И." приобрёл пренебрежит. оттенок. "Идеологами" стали называть людей, к-рые подходили к обществ, жизни с точки зрения абстрактных принципов и ничего не понимали в практич. вопросах реальной политики.

К. Маркс и Ф. Энгельс в ч Немецкой идеологии" (1845-46) и позднейших работах под И. понимали: 1) идеалистич. концепцию, согласно к-рой мир представляет собой воплощение идей, мыслей, принципов (И. ч...считает, что идеи господствуют над миром, идеи и понятия она считает определяющими принципами, определённые мысли - таинством материального мира..." - Соч., 2 изд., т. 3, с. 12, прим.); 2) соответствующий этой концепции тип мыслит, процесса, когда его субъекты - идеологи, не сознавая связи своих построений с материальными интересами определённых классов и, следовательно, объективных побудит, сил своей деятельности, постоянно воспроизводят иллюзию абсолютной самостоятельности обществ, идей (см. Ф. Энгельс, там же, т. 39, с. 83); 3) вытекающий отсюда метод подхода к действительности, состоящий в конструировании желаемой, но мнимой реальности, к-рая выдаётся за самою действительность. Ф. Энгельс, критикуя нем. философа Е. Дюринга, писал, что ч...философия действительности оказывается и здесь чистой идеологией, выведением действительности не из нее самой, а из представления" (там же, т. 20, с. 97). Таким образом, действительность предстаёт в И. в искажённом, перевёрнутом виде и И. оказывается иллюзорным сознанием, в к-ром социальная реальность, объективные противоречия и потребности обществ, жизни выступают в превращённой форме. В противоположность этим идеологич. формам научное сознание остаётся ч...на почве действительной истории..." (Маркс К. и Энгельс ф., там же, т. 3, с. 37). Методы науч. анализа и критики И. даёт материалистическое понимание истории (см. Исторический материализм), согласно к-рому сознание является осознанным бытием и потому должно объясняться из бытия людей, их реального жизненного процесса. И. подчиняется общим закономерностям обществ, сознания. Она обладает не абсолютной, а лишь относительной самостоятельностью.


В развитии И. накапливается определённый запас понятий и представлений - мыслит, материал, и каждая новая И., будучи по содержанию отражением новых социальных условий, по форме примыкает к предшествующей И. Поэтому в сфере И. существует преемственность и влияние новых социально-экономич. условий состоит в том, что они определяют направление и способ изменения имеющегося мыслит, материала. Вместе с тем, если в И."...люди и их отношения оказываются поставленными на голову, словно в камере-обскуре, то и это явление точно так же проистекает из исторического процесса их жизни,- подобно тому как обратное изображение предмета на сетчатке глаза проистекает из непосредственного физического процесса их жизни" (там же, с. 25). Анализ реального ист. процесса показывает, что идеологич. иллюзии - не просто случайные заблуждения, что И. выполняет определённые социальные функции, вырабатывая соответствующие интересам того или иного класса типы мышления и поведения или даже программы социального действия.

К. Маркс и Ф. Энгельс не применяли термин "И." к собств. системе воззрений, но они характеризовали марксизм как научную теорию социализма, органически связанную с освободит, классовой борьбой пролетариата. Распространение марксизма и быстрый рост его влияния на рабочее движение привели к новому переосмыслению понятия И. в марксистской лит-ре. В. И. Ленин расширил понятие И., введя категорию " научной И." и указав, что в предшествующих марксизму системах И. имелись научные элементы, но лишь марксизм в подлинном смысле является науч. идеологией. Ленин отметил такую важнейшую особенность марксизма, как соединение в теории высшей и строгой научности с революционностью (см. Поли. собр. соч., 5 изд., т. 1, с. 340, прим.), вытекающей из научного анализа капитализма, открытия его преходящего характера, познания законов и движущих сил обществ, развития. Ленин показал, что в лице марксизма обществ, наука впервые сознательно ставит перед собой задачу содействовать угнетённым массам в их борьбе, т. е. стремится выразить интересы и практич. задачи класса угнетённых с помощью научной теории и выработанных на её основе лозунгов борьбы - программы, стратегии, тактики, политики. Тем самым марксизм практически выступает как науч. идеология. С разработкой концепции научной И. само понимание И. стало более цельным и завершённым, были обобщены и методы её анализа на основе сочетания социального и гносеологич. подходов. Поскольку И.- духовное явление, то она должна оцениваться в гносеологических категориях - как научная или ненаучная, истинная или ложная, правильная или иллюзорная и т. п. Однако чисто гносеологич. подход при анализе и оценке идеологич. явлений необходим, но недостаточен. Противостояние научной и ненаучной И. имеет и социальное значение, ибо выражает противоположность классовых интересов. В классовом обществе И. всегда носит классовый характер и потому характеризуется в категориях социально-политических как революционная или реакционная, прогрессивная или консервативная, либеральная или радикальная, интернационалистская или националистическая и т. д. Связь между этими двумя рядами оценок выявляет принцип партийности И., всесторонне разработанный в трудах В. И. Ленина. Принцип партийности связывает познание социальной действительности с интересами класса. Он исходит из той предпосылки, что класс прогрессивный стремится строить свою И. на основе более полного использования объективных знаний (напр., буржуазия в период её восходящего развития). Но этот тезис выражает лишь общую тенденцию, к-рая может сильно видоизменяться под влиянием конкретных ист. условий, особенно в период добурж. развития. Полностью этот тезис оправдывается применительно к рабочему классу, субъективные интересы к-рого совпадают с объективными потребностями обществ, развития, делают его заинтересованным именно в научной И-, во всестороннем использовании объективного научного знания для решения встающих перед ним социальных проблем. Это обстоятельство и выражается в совпадении партийного, классового и научно-объективного подхода к действительности в рамках марксизма-ленинизма.

Научная социалистич. И. противостоит реакционной И. буржуазии, оправдывающей и обосновывающей необходимость сохранения и укрепления капитализма. В столкновении этих И. отражается классовая борьба пролетариата против буржуазии, противоположность социальных систем капитализма и социализма.

Признание классового характера И. не означает, что класс в целом творит свою И. Как теоретически разработанное сознание класса И. создаётся тем,и его представителями, идеологами, к-рые, по выражению Маркса, теоретически приходят к тем же выводам, к к-рым класс в целом приходит практически. Из условий жизни класса стихийно возникает не И., а обществ, психология данного класса, создающая определённую почву для распространения и усвоения его И. Распространяясь в обществе и приспосабливаясь к уровню массового сознания, И. соответствующим образом воздействует на него, влияет на обществ, психологию. Анализируя механизм формирования и распространения научной И., Ленин показал, что она возникает не из стихийного роста рабочего движения, а как результат развития науки, культуры, прогрессивной обществ, мысли. Носителем научной И. является передовой и сознат. авангард революц. рабочего класса - его политич. партия. Она вносит научную И. в массы, в рабочее движение. Важнейший вывод Ленина состоит в том, что овладение массами научной И. возможно лишь на основе их собств. политич. опыта, когда они практически убеждаются, что данная И. выражает их интересы. Напротив, реакц. И. господствующего эксплуататорского класса навязывается массам системой отношений и политико-идеологич. аппаратом этого класса, средствами массовой информации и т. д. Экономически и политически господствующий класс естественно держит в своих руках и средства духовного производства. Поэтому господствующей И. всегда является И. господствующего класса. В эксплуататорском обществе революционная И. завоёвывает влияние в острой борьбе с господствующимив данном обществе идеями.

В условиях социализма господствующую роль играет научная марксистско-ленинская И., выступающая одним из факторов сплочения всего общества вокруг рабочего класса и его партии в интересах укрепления и дальнейшего развития социализма.

И. выступает в различных формах политич., правовых, этич., религ., эстетич. и филос. взглядов. В естеств. науках идеологич. характер носят философско-мировоззренческие выводы из их открытий, и потому естествознание также является ареной идеологич. борьбы. Теории обществ, наук сами выполняют идеологич. функции, поскольку используются для решения возникающих социальных проблем, исходя из различных идеологич. установок и ориентации.

Бурж. идеологи в борьбе против научного коммунизма предпринимают также попытки "опровергнуть марксистско-ленинское понимание И. Значит, влиянием на Западе пользуется концепция нем. философа К. Манхейма ("Идеология и утопия", 1929), к-рый, заимствуя в искажённой форме идеи марксизма о социальной обусловленности всякой И., ложно истолковывал положения марксистской критики иллюзорного сознания. Он выступил с отрицанием познават. ценности всякой И., рассматривая её как совокупность идей, направленных на сохранение существующего порядка и поддерживаемых определённой обществ, группой. Утверждения об иррациональности, мифологич. характере всякой И., принципиальное отрицание самой возможности научной И., широко используются в бурж. лит-ре для борьбы против прогрессивных взглядов и прежде всего против марксизма-ленинизма. Продолжением этой критики И. явилась концепция "деидеологизации" (Д. Белл, "Конец идеологии", 1960), согласно к-рой совр. развитые индустриальные страны Запада сталкиваются с проблемами, требующими "технических решений", а не И., и потому влияние И. якобы постепенно сходит на нет. Однако действительность опровергает эту концепцию. После 2-й мировой войны 1939-45 произошёл резкий упадок влияния фаш. И. в связи с воен-но-политич. разгромом фаш. держав. Однако реакц. империалистич. круги стремятся возродить эту И. в виде различных систем неофашистских взглядов, включающих расизм, шовинизм, антигуманизм, идеи милитаризма и т. п. Характерным как для консервативной, так и для либеральной бурж. И. является антикоммунизм - главное идейно-политич. оружие империализма. Разнообразные антивоенные, антиимпериали-стич., нац.-освободит, движения сопровождаются сложными идеологич. процессами, в к-рых отражается антиимпе-риалистич. направленность и социальная природа этих движений (нек-рые течения "африканского социализма", И. "новых левых" и т. д.).

Марксистско-ленинская И. противостоит И. буржуазной и ведёт с ней непримиримую борьбу, ибо никакого "мирного сосуществования" с бурж. И. быть не может. Марксизм-ленинизм непримирим к любым попыткам ревизии научной И. как справа, так и "слева". Борьба с бурж. И. и ревизионизмом в органич. сочетании с творческим развитием марксистско-ленинской теории составляет традицию марксизма-ленинизма. Давая научные ответы на кардинальные проблемы совр. обществ, развития марксистско-ленинская И. выступает как теоретич. основа коммунистич. движения, как могучее орудие революционного преобразования мира.

Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф., Немецкая идеология, Соч., 2 изд., т. 3; и х ж е, Манифест Коммунистической партии, там же, т. 4; М а р к с К., Капитал, т. 1, Предисловие к 1-му изданию, там же, т. 23, гл. 1, §4; гл. 24, §7; его ж е, К критике политической экономии. Предисловие, там же, т. 13; е г о же, [Письмо] Л. Кугельману 11 июля 1868 г., там же, т. 32; Э н г е л ь с Ф., Анти-Дюринг, там же, т. 20; его же, Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии, там же, т. 21; его же, [Письмо] Ф. Мерингу 14 июля 1893 г., там же, т. 39; Ленин В. И., Что такое "друзья народа" и как они воюют против социал-демократов?, Полн. собр. соч., 5 изд., т. 1; е г о ж е, Что делать?, там же, т. 6; е г о же, Письмо "Северному Союзу РСДРП", там же; его же, Материализм и эмпириокритицизм, там же, т. 18; его же, Три источника и три составных части марксизма, там же, т. 23; его же, О пролетарской культуре, там же, т. 41; его ж е, О значении воинствующего материализма, там же, т. 45; Плеханов Г. В., Основные вопросы марксизма, Избранные философские произведения, т. 3, М., 1957; К 100-летию со дня рождения В. И. Ленина. Тезисы ЦК КПСС, М., 1969; Документы Международного совещания коммунистических и рабочих партий. Москва, 5-17 июня 1969 г., М., 1969; Богданов А., Наука об общественном сознании, 3 изд., П. -М., 1923; Павлов Т., Теория отражения, пер. с болг., М., 1949; К е л л е В. Ж., Коваль-зон М. Я., Формы общественного сознания, М., 1959;Г а к Г. М., Учение об общественном сознании в свете теории познания, М., 1960; Ядов В., Идеология как форма духовной деятельности общества, Л., 1961; Тугаринов В., Теория ценностей в марксизме, Л., 1968; У л е д о в А., Структура общественного сознания, М., 1968; Социология и идеология, М., 1969, раздел 1; Москвичев Л. Н., Теория "деидеологиза-ции": иллюзии и действительность, М., 1971; Mannheim К., Ideologic und Utopie, 3 Aufl., Fr./M., 1952; Aron R., L'opium des intellectuels, P., 1968; Wiatr I., Czy zmierzch ery ideologii, Warsz., 1966; H ahn E., Ideologic, В., 1969. В. Ж. Келле.

ИДЕОМОТОРНЫЙ АКТ (от греч. idea - идея, образ и лат. motor - приводящий в движение), появление нервных импульсов, обеспечивающих к.-л. движение, при представлении об этом движении. И. а. не всегда выражен отчётливо и может приводить лишь к еле заметным движениям либо к напряжению соответствующих мышц, что регистрируется посредством электромиографии. И. а. используется для демонстрации мышечного "чтения мыслей", а также в целях психодиагностики и т. п. В принципе возможно создание машинных управляющих устройств, принимающих от человека команды в виде миограмм И. а. (записи мышечных движений).

Лит.: Платонов К. И., Слово как физиологический и лечебный фактор, 3 изд., М., 1962.

ИДЕФИКС, иде фикс (франц. idee fixe), устаревший мед. термин, обозначавший одержимость человека навязчивой, маниакальной идеей. В совр. словоупотреблении (иногда иронич.) - идея, всецело увлёкшая, захватившая человека.

ИДЕЯ (греч. idea), форма постижения в мысли явлений объективной реальности, включающая в себя сознание цели и проекции дальнейшего познания и прак-тич. преобразования мира. Понятие И. было выдвинуто ещё в античности. Демокрит называл И., неделимыми умопостигаемыми формами, атомы; для Платона И.- это идеальные сущности, лишённые телесности и являющиеся подлинно объективной реальностью, находящейся вне конкретных вещей и явлений; они составляют особый идеальный мир. В ср. века И. понимались как прообраз вещей, принадлежащий божеств. духу; бог творил вещи согласно своим И., идеальным формам. В новое время, в 17-18 вв., на первый план выдвигается теоретико-познават. аспект И.- разрабатывается учение об И., как способе человеческого познания, ставится вопрос о происхождении И., их познават. ценности и отношении к объективному миру. Эмпиризм связывал И. с ощущениями и восприятиями людей, а рационализм - со спонтанной деятельностью мышления. Большое место учение об И. занимало в нем. классич. идеализме: Кант называл И. понятия разума, к-рым нет соответствующего предмета в нашей чувственности; по Фихте, И.- это имманентные цели, согласно к-рым "Я" творит мир; для Гегеля И. является объективной истиной, совпадением субъекта и объекта, венчающим весь процесс развития (см. Соч., т. 6, М., 1939, с. 214).

В марксистско-ленинской концепции исходным является материалистический тезис о познании как отражении действительности, об И. как специфич. форме этого отражения. "Все идеи извлечены из опыта, они - отражения действительности, верные или искаженные" (Э н-гельсФ., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 20, с. 629). Однако И. не сводится к фиксации результатов опыта, но является отражением вещи, свойства или отношения не просто в их наличном бытии, а в необходимости и возможности, в тенденции развития. В. И. Ленин рассматривал И. как высшую форму теоретич. освоения действительности. Конспектируя Гегеля, онпишет: "Begriff еще не высшее понятие: еще выше и д е я = единство Begriff а с реальностью" (Полн. собр. соч., 5 изд., т. 29, с. 151). В И. происходит наиболее полное совпадение содержания мысли с объективной реальностью, это - объективное и конкретное, всестороннее знание действительности, к-рое готово для своего практич. воплощения. Эти два момента в И.: отражение объективной реальности и постановка практич. цели перед человеком, находящиеся в органич. единстве, определяют специфику И. и её место в движении человеческого сознания. Таким образом, И. является активным, посредствующим звеном в развитии действительности, в процессе практич. деятельности человека, создающей новые, ранее не существовавшие формы реальности.

В науке И. выполняют различную роль. Они не только подытоживают опыт предшествующего развития знания в той или иной области, но служат основой, синтезирующей знание в некую целостную систему, выполняют роль активных эвристич. принципов объяснения явлений, поисков новых путей решения проблемы. В зависимости от своего содержания И., отражающие обществ, бытие, различно влияют на ход социальной жизни людей. Реакц. И., искажающие действительность и служащие уходящим с историч. арены классам, выступают тормозом обществ, прогресса. И., верно и глубоко отражающие процессы действительности, выражающие интересы передовых обществ, классов, ускоряют социальный процесс, организуют, мобилизуют эти классы на свержение отжившего и установление нового, прогрессивного.

П. В, Копнин.

ИДЖЕБУ-ОДЕ (Ijebu-Ode), город на Ю.-З. Нигерии, в Зап. штате. 67,1 тыс. жит. (1963). Торг, центр. Сбор (и обработка) какао-бобов, а также пальмовых орехов, орехов кола, каучука. Произ-во пальмового масла. Кустарные промыслы (резьба по металлу).

ИДЖЕВАН город (до 1961-посёлок) в Арм. ССР. Расположен в долине р. Аг-стев (приток Куры), на автодороге Ереван - Тбилиси, в 41 км к Ю.-З. от ж.-д. ст. Акстафа (на линии Тбилиси - Баку) и в 78 км к С.-В. от г. Кировакан. 14 тыс. жит. (1970). Ковровый, деревообрабат., бентонитовый комбинаты, произ-во машин для лесной промышленности, пивоваренный, сыродельный заводы, леспромхоз, произ-во стройматериалов. Индустриально-технологич. техникум. Музей установления Сов. власти в Армении. Народный и кукольный театры.

ИДЖМА (араб.- соединение, согласие), в суннитском исламе - согласное мнение знатоков шариата по отд. религ.-правовым и бытовым вопросам, решение к-рых не может быть основано на Коране и сунне. И. стала одной из четырёх основ (корней) мусульм. правоведения. Посредством И. были утверждены канонич. текст Корана, сборники хадисов, ряд .догматов, празднеств и т. д.

ИДЖО, и д ж а у (самоназвание - и д ж е), народ, живущий в Юж. Нигерии в дельте р. Нигер. Численность ок. 0,8 млн. чел. (1967, оценка). Язык И. условно относят к гвинейской группе языков. Большинство И.- христиане, часть сохраняет местные традиц. верования. В нач. 15 в. И. основали г. Бонни, к-рый был одним из центров работорговли в Зап. Африке. Осн. занятия - тро-пич. земледелие (ямс, маниок, батат), сбор плодов масличной пальмы и рыболовство.

ИДЗУ полуостров на берегу о. Хонсю (Япония), между зал. Суруга и Сагами. Дл. ок. 60 км, шир. 15-34 км, вые. до 1405 м (гора Амаги). Сложен вулканич. породами. Мягкий климат, живописность пейзажей и многочисл. минеральные источники способствовали возникновению здесь известных курортов Японии (Ата-ми, Ито). Апельсиновые сады. На побережье - земледельческо-рыболовецкие посёлки.

ИДЗУ-БОНИНСКИЙ ЖЁЛОБ, депрессия дна Тихого ок. Расположена вдоль вост. подножия хребта о-вов Нампо, протянувшегося от о. Хонсю к Ю. до о-вов Бонин. На С. соединяется с Японским жёлобом, на Ю. отделён от жёлоба Волкано высоким узким гребнем. Дл. ок. 1000 км. Узкое, местами плоское дно жёлоба разделено порогами на неск. замкнутых депрессий с глубинами 7000- 9000 м. Макс. глуб. 9810 м установлена в 1955 сов. экспедицией на судне "Витязь".

ИДИГОРАС ФУЭНТЕС (Ydigoras Fuentes) Мигель (p. 17.10.1895, Кесальтенанго), государственный и воен. деятель Гватемалы. Получилвоен. и инж. образование. В 1918 воен. атташе в Вашингтоне, затем в Париже. В 1931-44 губернатор в деп. Петен, Халапа, Сан-Маркое и Реталулеу. С 1945 на дипломатич. службе. В 1950, потерпев поражение на президентских выборах, эмигрировал в Сальвадор, гдевозглавил совет гватемальской контрреволюц. эмиграции. В 1954 принимал участие в свержении демократии, пр-ва Арбенса Гусмана. С 1955 вновь на дипломатич. службе. В 1958-63 был президентом Гватемалы. Осуществлял крайне реакц. внутр. политику; во внеш. политике полностью ориентировался на США. После переворота 1963 - в эмиграции.

ИДИЛЛИЯ (греч. eidyllion), мирное, беззаботное, ничем не омрачаемое существование (иногда - в иронич. смысле).

ИДИЛЛИЯ (греч. eidyllion), одна из осн. лит. форм буколич. поэзии (буколики). Так в схолиях впервые были названы произведения древнегреч. поэта Феокри-та, написанные преим. гекзаметром, малые по объёму, различные по жанровым формам (мим, эпилий, лирич. монолог); их объединяют интерес к повседневной жизни простых людей, к интимным чувствам, природе; изображение намеренно безыскусно и подчёркнуто вне-социально. Последователем Феокрита был Вергилий. В новой европ. лит-ре И. в широком смысле - буколика (все жанры пасторали, идиллия, а также идил-лич. тенденции и мотивы); в узком, как жанровая форма лирики и эпоса,- небольшое стихотворение, рисующее мирную жизнь в единении с природой, при этом осн. внимание уделено внутр. состоянию автора или героя (собственно И.); И. освоена сентиментализмом (И. Г. Фосс, Ф. Мюллер, Жан Поль - Германия; С. Геснер - Швейцария). В России образцы И. созданы А. А. Дельвигом, Н. И. Гнедичем, В. И. Панаевым.

Тексты: Панаев В. И., Идиллии, СПБ, 1820; Феокрит, Мосх иБион, Идиллии и эпиграммы, пер., комментарии и послесловие М. Е. Грабарь-Пассек, М., 1958.

И. В.Шталь.

ИДИОАДАПТАЦИЯ (от греч. idios _ свой, своеобразный, особый и адаптация), одно из главных направлений эволюции, при к-ром возникают частные изменения строения и функций органов при сохранении в целом уровня организации предковых форм. Термин введён А. Н. Северцовым. В лит-ре наряду с понятием И. употребляют термины: кладогенез, алломорфоз, или аллогенез, и др. И. приводит к широкому распространению группы организмов и её разделению на мн. родственные ветви (адаптивная радиация). Так, кишечнополост-ные - гидроидные, сцифоидные, коралловые полипы, гребневики - широко распространены и, несмотря на многообразие размеров и форм и разнообразные условия существования, сохранили общий тип организации двухслойных животных. Ср. Ароморфоз, Дегенерация, Ценогенез.

Лит.: Северцов А. Н., Главные направления эволюционного процесса, 3 изд., М., 1967. Б.С.Матвеев.

ИДИОЛЕКТ [от греч. idios - свой, своеобразный, особый и (диа)лект\, индивидуальный язык, языковые навыки данного индивидуума в определённый период времени. На основе совокупности И., объединённых отношением взаимопонимания, определяются такие лингвистич. явления, как различные речевые общности: профессиональные, социальные и терр. диалекты и жаргоны. И.- понятие условное, т. к. один и тот же человек, как правило, пользуется разными языковыми средствами в разных ситуациях общения. Логопеды исследуют отдельные И. больных афазией.

ИДИОМА (от греч. idioma - особенность, своеобразие), сочетание языковых единиц, значение к-рого не совпадает со значением составляющих его элементов. Это несоответствие может быть следствием изменения значения элементов в составе целого.

Различают внутриязыковые и межъязыковые И. Последние характеризуются невозможностью "буквального" перевода. Лексич. И.- несвободное сочетание слов (разновидность фразеологич. единиц), характеризующееся слитностью значения, к-рое не может быть выведено из лексич. составляющих; она обладает функциональными признаками слова как номинативной единицы языка и воспроизводится как "готовая"- единица языка ("собаку съесть", "сломя голову", "ахиллесова пята", "под мухой"). Понятие "лексическая И." отражает результат распространённого, хотя и нерегулярного процесса образования целостных знаковых структур за счёт слияния означаемых двух или более словесных знаков при сохранении формальной отдельности их означающих (см. Фразеология).

Лит.: Виноградов В. В., Об основных типах фразеологических единиц в русском языке, в кн.: А. А. Шахматов. 1864 - 1920. Сборник статей и материалов, М. -Л., 1947; Б а р х и л л е л И., Идиомы, в кн.: Машинный перевод, пер. с англ., М., 1957; Мельчук И. А., О терминах "устойчивость" и "идиоматичность", "Вопросы языкознания", 1960, Jsfe 4; Москаль-ска я О. И., Грамматические идиоматизмы и синтагмика, "Иностранные языки в высшей школе", 1962, в. 1; Н о с k e t t Ch., Idiom formation, в сб.: For R. Jakobson. Essays on the occasion of his sixtieth birthday, The Hague, 1956. В. Н. Телия.

ИДИОМАТИКА совокупность лексических идиом, а также раздел языкознания, изучающий лексико-грамматический состав, характер значения, синтаксические и экспрессивно-стилистические свойства идиом как специфических единиц языка. См. Фразеология.

ИДИОМОРФИЗМ (от греч. idios - свой, своеобразный, особый и morphe - форма), способность зёрен минералов принимать при кристаллизации их в горных породах или рудных телах свойственную этим минералам форму хорошо огранённых кристаллов. Наиболее выраженным И. обычно обладают минералы, кристаллизующиеся на ранней стадии формирования породы или руды из легко подвижных сред (напр., расплавов или водных растворов). Степень И. обусловливается также кристаллизац. способностью вещества, благодаря чему идиоморфными могут быть и минералы, перекристаллизованные в твёрдой среде или образовавшиеся на поздних стадиях кристаллизации минералов горной породы или рудного тела. Идиоморфными минералами в горных породах часто бывают полевые шпаты, авгиты, амфиболы, кварц, нефелин и др.; в рудах - пирит, арсенопирит и др.

ИДИОСИНКРАЗИЯ (от греч. idios - своеобразный, особый, необычный и synkrasis - смешение), болезненная реакция, возникающая у отд. людей на раздражители, к-рые у большинства других не вызывают подобных явлений. В основе И. лежит или врождённая повышенная чувствительность вегетативной нервной системы к определённым раздражителям, или реакция, возникающая в организме в результате повторных слабых воздействий нек-рых веществ, не способных вызывать в организме выработку антител. И. отличается от аллергии тем, что может развиваться и после первого контакта с непереносимым раздражителем (простые химич. соединения, не обладающие свойствами аллергенов; пищевые продукты - рыбные, икра, крабы, молоко, яйца, земляника и др.; лекарства - амидопирин, антибиотики, сульфаниламидные препараты и др.; пыльца нек-рых цветов и растений, запах различных животных, яд насекомых, а также физич. факторы - инсоляция, охлаждение, травма). Вскоре после соприкосновения с раздражителем появляется головная боль, повышается температура, иногда возникают психич. возбуждение, расстройства функции органов пищеварения (тошнота, рвота, понос), дыхания (одышка, насморк и др.), отёк кожи и слизистых оболочек, крапивница. Эти явления, вызванные нарушениями кровообращения, увеличением проницаемости сосудов, спазмами гладкой мускулатуры, обычно вскоре проходят, но иногда продолжаются неск. дней. Перенесённая реакция не создаёт нечувствительности к повторному действию агента. Лечение: предупреждение дальнейших контактов с непереносимым раздражителем, снижение повышенной реактивности организма.

Я. О. Ольшанский.

ИДИОТИЯ (от греч. idioteia - невежество, грубость), тяжёлая степень психического недоразвития - олигофрении. Обычно неразвита, нечленораздельна речь, движения неуклюжи, плохо дифференцированы. Влечения элементарны, не корригируются. В нек-рых случаях-И. характеризуется двигательным и общим расторможением, в др. случаях больные вялы, малоподвижны. Реакции на внешнее у них отсутствуют (внешнее не привлекает внимания). Воспитание навыков самообслуживания, поведения весьма ограничено; обучение, даже во вспомогательных, специализированных учреждениях, практически не реально. Для нек-рых форм И. разработано лечение (глутаминовая кислота, успокаивающие и нейролептич. средства, диеты, хи-рургич. операции и др.). Гл. роль принадлежит леч. педагогике - систематич. воспитание привычных элементарных навыков поведения, самообслуживания, упорядочения реакций.

ИДИШ, язык части евреев, живущих в Европе (в т. ч. в СССР), Америке, Юж. Африке и в Израиле. Относится к группе западногерм. языков. Сложился в результате взаимодействия верхне-нем. диалектов с семитскими (древнееврейскими, арамейскими) и слав, элементами. Письмо - справа налево (см. Еврейское письмо).

И. начал складываться в 12-13 вв. в Германии, где имелись большие поселения евреев, пользовавшихся в обиходе нем. речью с употреблением др.-евр. слов и оборотов для обозначения религиозных, культовых, семейно-бытовых, коммерческих, судебных, моральных и др. понятий. Из др.-евр. языка в И. вошли многие союзы, предлоги, аффиксы, ряд глагольных структур, а также выражения образной речи: эпитеты, сравнения, метафоры и т. п. С переселением массы евреев в Польшу и др. слав, страны (15-16 вв.) в И. стали проникать слав, слова и морфемы. Но средством сочетания этих морфем с немецкими и семитскими возникали новые слова и словообразоват. модели. Семитское и особенно слав, влияние сказалось на фонетике и синтаксисе. Разговорный И. распадается на три гл. диалекта: польский, украинский, литовско-белорусский (эти названия условны, т. к. границы диалектов не совпадают с границами данных территорий). Однако литературный И. един.

Лит.: Фалькович Э. М., Еврейский язык (идиш), в кн.: Языки народов СССР, т. 1, М., 1966. Э.М.Фалькович.

ИДЛИБ город на С.-З. Сирии, на автодороге Латакия - Халеб; адм. центр мухафазы Идлиб. 42,9 тыс. жит. (1967). Торг, центр. Произ-во оливкового масла, мыловарение.

ИДО (Ido, на языке эсперанто - потомок, отпрыск), междунар. вспомогательный язык, созданный на основе эсперанто Международной делегацией (Париж, 1907). Автор - француз Л. де Бофрон. Усовершенствованием и распространением И. занимался франц. логик Л. Ку-тюра. Оба они старались упростить словообразование. В Женеве на языке И. издаётся журнал "Progreso" (с 1908 -). Лит.: Д р е з е н Э., Очерк истории идеи международного языка, ч. 1, М., 1922; К о ф-ман А., Словарь международного языка, Ido, ч. 1, Одесса, 1910; Jacob H., Ido, в его кн.: A planned auxiliary language, pt 1, ch. 2, L., 1947; Kotzin В., Historic kaj teorio de Ido, Москва, 1913; BeaufrontL. d e, Grammaire complete de la langue Internationale (systeme Ido), P., 1908.

ИДОЛ (от греч. eidolon, букв.- образ, подобие), материальный предмет, являющийся объектом религ. поклонения. Культ И.- идолопоклонство - возник в глубокой древности. По представлениям поклонявшихся И., он изображал (замещал) или вмещал божество либо сам являлся им. В совр. религиях И. продолжают бытовать в форме икон, распятий и т. п. В переносном смысле И.- предмет особенного, слепого, безрассудного поклонения.

ИДРИС Юсуф (Юсеф)(р. 19.5.1927), египетский писатель и драматург. В 1952 окончил мед. ф-т Каирского ун-та. Печатается с 1950. Произв. И. отличаются яркостью зарисовок, остротой драматич. конфликтов, тонким юмором, глубокой, порой трагич. серьёзностью. Получил известность как автор рассказов (сб-ки: "Самые дешёвые ночи", 1954; "Республика Фархата", 1955; "А разве не так?",1957; "Дело чести", 1958; "Край света", 1961, и др.), повестей ("Грех", 1959, рус. пер. 1962; "Чёрный солдат", 1962; "Люди и быки", 1964; "Белая", 1970), пьес ("Король хлопка", 1957; "Земная комедия", 1966; "Третий род", 1970, и др.). Герои этих произв.- феллахи, рабочие, уличные торговцы, представители мелкой буржуазии, интеллигенты. На творчество И. большое влияние оказал А. П. Чехов. Для произв. И. последнего периода характерны модернистские тенденции (со. рассказов "Сирена", 1969).

Соч.: аль-Лахза аль-хариджа, Каир, 1958; Лугат-аль-ай-ай, Каир, 1964; аль-Фарафиру, Каир, 1964; в рус. пер. -Четвертый пациент, М., 1960; в сб.: Египетские новеллы, М., 1956; в сб.: Современная арабская новелла, М., 1963.

Лит.: Кирпиченко В. Н., Чеховское звучание ранних рассказов Ю. Идриса, в сб.: Литература Востока, М., 1969; Современная арабская литература. Сб. статей, пер. с араб., М., 1960. В.Э.Шагалъ.

ИДРИСИ аль-Идриси (иногда Эдриси) Абу Абдаллах Мухаммед ибн Мухаммед (1100, Сеута, Марокко,-1161 или 1165, там же), арабский географ и путешественник. Учился в Кордове. После путешествий по Португалии, Франции, Англии, М. Азии ок. 1138 переехал в Палермо, где жил при дворе сицилийского короля Рожера II (правил в ИЗО, 1154). По его поручению создал карту известной в то время части мира (в виде серебряного плоскошария и на бумаге) и связанный с нею труд "Развлечение тоскующего о странствии по областям" ("Нузхат аль-муштак фи-хтирак аль-афак") (иногда наз."Книга Рожера", завершён в 1154). Землю И. делит на 7 климатов (10 частей в каждом климате). Книги И., включающие описание всех климатов и карты к ним,- ценный источник по истории и ист. географии Европы и Африки; содержит интересные материалы по истории вост. славян, туркмен и нек-рых др. народов СССР. Источниками для И. послужили личные наблюдения, а также сведения, почерпнутые им из рассказов путешественников, купцов, моряков, паломников и людей, специально посылавшихся Рожером II для изучения различных стран. И. привлекал также труды Ибн Хордадбеха, Яку-би, Ибн Хаукаля, Масуди и др. араб, географов и путешественников.

"Круглая карта мира" Идриси в сочинении "Нузхат аль-муштак...". 1154.

Лит.: Материалы по истории туркмен и Туркмении т. 1, М. -Л., 1939; К р а ч-ковский И. Ю., Избр. соч., т. 4, М. -Л., 1957, с. 281-99; Древние и средневековые источники по этнографии и истории народов Африки южнее Сахары, т. 2-Арабские источники X-XII веков, М. -Л., 1965; L еw i с k i Т., Polska i kraje sa.siednie w swietle ksiegi Rogera, cz.l -2, Kr.-Warsz., 1945- 1954; Н е д к о в Б., България и съседните и земи през XII в. според "Географията" на Идриси, София, 1960; Oman G., Notizie bibliografiche sul geografo arabo al-Idrisi..., "Annali dell'Istitutq universitario Orientale di Napoli", nuova serie, 1961, v. 11.

В. В. Матвеев.

ИДРИСИДЫ арабская династия, правившая на терр. совр. Марокко в кон. 8-10 вв. Основатель династии и гос-ва И. Идрис ибн Абдаллах (правил в 788- 792) бежал из Аравии после неудачного выступления против Аббасидов. В 789 основал г. Фее, к-рый при Идрисе II (правил в 792-828) стал столицей гос-ва И. После смерти Идриса II гос-во распалось на удельные княжества, ликвидированные войсками Кордовского халифа в 974.

Лит.: Жюльен III. А., История Северной Африки, пер. с франц., т. 2, М., 1961, с. 51 - 55.

ИДРИЦА посёлок гор. типа в Себеж-ском р-не Псковской обл. РСФСР. Расположен на р. Идрица (приток р. Великой). Ж.-Д. станция на линии Москва - Рига, в И. З км к 3. от г. Великие Луки. Деревообрабат. комбинат, з-ды льно-обр., кирпичный и маслосыродельный. Совхоз-техникум (ветеринария, зоотехния).

ИДРИЯ (Idrija), город в Югославии, в Социалистич. Республике Словении. 6 тыс. жит. (1967). Расположен на р. Идрица, в горном р-не. Добыча ртути с 15 в. (один из крупнейших рудников в мире, ок. Vio мировой добычи ртути).

ИДРУС (Idrus) (р. 21.9.1921, Паданг), индонезийский писатель. Представитель "Поколения 45 года", зачинатель реализма в совр. индонез. прозе. В 1949 руководил лит. журн. "Индонесия". Его произв. нач. 40-х гг. "Ave Maria", "Семья Суромо", "Доктор Бисма" и др. (частично вошли в сб. "От Ave Maria до Другой дороги в Рим", 1948) носят романтич. характер. Новаторство И. проявилось в коротких рассказах-очерках "Зарисовки в подполье", повествующих о жизни и чаяниях простых людей в период япон. оккупации. Они предельно просты в стилистич. отношении и реалистичны. На творчество И. оказала влияние рус. лит-pa. Для более поздних сочинений И.- "Сурабая" (1947), "Женщина и нация" (1949), "Аки" (1950) и др. характерны психологизм и аполитичность. К нач. 60-х гг. И. эмигрировал в Малайзию, где опубликовал сб. психологич. рассказов "С открытым взглядом" (1961) и повесть "Глубь сердца человеческого" (1963). После 1966 живёт в Австралии. Перевёл рассказы А. П. Чехова, повесть Вс. Иванова "Бронепоезд 14-69".

Соч. в рус. пер.: [Рассказы], в сб.: При лунном свете, М., 1970.

Лит.: СикорскийВ. В., Литература независимой Индонезии, в сб.: Республика Индонезия,1945-1960,М., 1961; Те е u w A., Modern Indonesian literature, The Hague, 1967. В. В. Сикорский.

ИДУМЕЯ (греч. Idumaia), др.-греч. наименование страны Эдом

ИДФУ, Э д ф у, город в АРЕ, в Верхнем Египте. 27,3 тыс. жит. (1966). Порт на р. Нил. Ж.-д. станция. Сах. и цел-люлозно-бум. пром-сть. Центр торговли продуктами с. х-ва. Кустарно-ремесл. произ-во.

ИДЫ (Idus), в др.-рим. календаре назв. 15-го дня в марте, мае, июле, октябре и 13-го дня в остальных месяцах. И. (так же, как календы и ноны) служили для счёта дней внутри месяца. См. Ка-лендарь.

ИДЭР река на С. МНР, правая составляющая р. Селенга. Дл. 452 км, пл. басе, ок. 24,6 тыс. км2. Большей частью И. течёт в широкой степной долине в отрогах Хангая. Питание преим. дождевое. Летние паводки, небольшое весеннее половодье, с ноября по март - межень. Ср. годовой расход воды в низовьях - 5/ м /сек. Замерзает в ноябре, вскрывается в апреле. Несудоходна.

ИДЮМ река в Хабаровском крае РСФСР и по границе его с Якут. АССР, прав, приток р. Алгама (басе. р. Лены). Дл. 317 км, пл. басе. 9170 км2. Берёт начало в вост. части Станового хр., течёт на С. Извилиста и порожиста. Питание преим. дождевое и снеговое. Притоки: Мулам (лев.), Дёсс (прав.). В бассейне И. ок. 1000 озёр.

ИЕВЛЕВ Виталий Михайлович (р. 15.5. 1926, Брянск), советский теплофизик и механик, чл.-корр. АН СССР (1964). Чл. КПСС с 1955. В 1948 окончил Моск. авиац. ин-т. Осн. работы по теории двигателей, теплообмену, теории турбулентного пограничного слоя, общей теории турбулентности. Занимается исследованиями теплообмена и гидродинамики высокотемпературных газовых потоков, а также изучением нек-рых свойств высокотемпературных сред. В 1959 И. была присуждена пр. им.Н. Е.Жуковского за лучшую работу по теории авиации. Награждён 3 орденами.

ИЕГОВА искажённая форма имени бога в иудаизме; см. Яхве.

ИЕГОВИСТЫ, "Общество свидетелей Иеговы", христ. секта, возникшая в 1872 в США (шт. Пенсильвания); до 1931 называлась "Международное общество исследователей библии". Основатель - Ч. Рассел. К кон. 60-х гг. 20 в. секта имела орг-ции в большинстве гос-в, наибольшее число И. насчитывалось в США (св. 300 тыс.) и ФРГ (св. 70 тыс.). Центр -в г. Бруклин (шт. Нью-Йорк). Главный орган И.- журн. "Уочтауэр" ("The Watchtower") с многомиллионным тиражом (на мн. яз.). И. отвергают триединство бога, признавая единственным богом Иегову. Отказались от веры в ад, рай, бессмертие души. Весь земной мир, согласно учению И.,- царство Сатаны, и лишь их общество праведно. Они предрекают близкую битву (армагеддон) между силами Иеговы и Сатаны, в результате к-рой погибнет всё человечество, за исключением самих И., к-рые получат "вечное спасение"; на земле установится "тысячелетнее царство" - теократич. гос-во во главе с Христом. И. внушают верующим мысль о безнадёжности усилиями самих людей навести порядок на земле. Открыто выступают против коммунизма. В связи с антисов. направленностью деятельность И. в СССР запрещена.

Лит.: Бартошевич Э. М. и Б о-рисоглебский Е. И., Свидетели Иеговы, М., 1969; Москаленко А. Т., Современный иеговизм, Новосиб., 1971.

Э. М. Бартошевич.

ИЕГУДА ГАЛЕВИ ср.-век. еврейский философ и поэт; см. Галеви.

ИЕДДО Эдо, название до 1869 г. Токио.

ИЕДЗО название до 1868 японского о. Хоккайдо.

ИЕЗЕКИИЛЬ (ок. 622 до н. э., Иудейское царство,- г. смерти неизв.), в иудаизме третий из т. н. "больших пророков" (см. Пророки). В 597 был уведён в Вавилон вместе с др. иудейскими пленниками. В своих проповедях И. призывал к неуклонному соблюдению предписаний иудаизма. И.- автор книги Ветхого завета, носящей его имя, хотя в ней видны и следы значит, редакций.

ИЕЗУИТОВ Николай Михайлович [24.10(5.11). 1899, Александров, -1941], советский историк и критик кино, один из основоположников сов. киноведения. В 1924 окончил отделение археологии и искусствоведения Моск. ун-та. Сотрудничал (с 1924) в Обществе историков-марксистов, преподавал историч. и диа-лектич. материализм, социологию иск-в в моек. муз. школах, техникумах, Моск. консерватории. В 1930-32 науч. сотрудник Ин-та лит-ры и языка Комакадемии, работал в Гос. академии художеств, наук (ГАХН) и Всесоюзном н.-и. кинофотоин-ституте (НИКОИ). В 1932-36 работал в ленингр. Гос. академии искусствознания (ГАИС), руководил киноведческой аспирантурой, с 1936 зав. кафедрой истории кино во ВГИКе (с 1939 проф.). Во время Великой Отечеств, войны 1941-45 ушёл в ополчение, погиб в бою.

Соч.: Кино как источник истории заводов, в сб.: История заводов, в. 7, М., 1933; Пудовкин, М. -Л., 1937; Актеры МХАТ в кино, М., 1938; Гардин, [М.], 1940; Киноискусство дореволюционной России, в сб.: Вопросы киноискусства, М., 1958.

ИЕЗУИТСКОЕ ВОСПИТАНИЕ система воспитания, разработанная орденом иезуитов. Её принципы и методика изложены в специальном школьном уставе "Ratio atque institutio stu-diorum Societatis Jesu", утверждённом главой (генералом) ордена Аквавивой в 1599. Цель И. в.- подготовка к слепому служению церкви, беспрекословному подчинению авторитету папы римского и высших чинов католической церкви. Иезуитские школы делились на низшие - коллегии (с 7-летним сроком обучения) и высшие - семинарии (с 6-летним сроком обучения). Первые по объёму и характеру дававшегося ими образования приближались к гимназиям, появившимся в эпоху Возрождения, а вторые - к ун-там того времени. Среди учащихся насаждался взаимный шпионаж, для облегчения которого все воспитанники делились на небольшие группы и пары. В целях воспитания у детей чувства соперничества иезуиты разработали систему поощрения отличившихся в уч. занятиях и поведении (особые места в классе, почётные звания и т. п.). Проступки учащихся влекли за собой позорящие наказания (колпак с ослиными ушами, прозвища, скамьи позора и т. п.). За проступки против религии допускались и телесные наказания, исполнителями к-рых, однако, были светские лица ("корректоры").

Иезуитские уч. заведения располагались, как правило, в хороших зданиях, в них строго соблюдались чистота и порядок, большое внимание уделялось физич. развитию детей. Всё это привлекало в иезуитские коллегии и семинарии большое количество детей из аристократич. семей.

Главное внимание в иезуитских школах уделялось изучению лат. яз. В двух старших классах коллегии вводился особый предмет "эрудиция", к-рый включал отрывочные сведения по географии, истории, археологии, природоведению. Позднее (18 в.) необходимость расширения реального образования обусловила введение в уч. план иезуитских школ систе-матич. курсов истории, географии, родного яз. и др. предметов.

Учитель, как и учащиеся, был лишён какой бы то ни было самостоятельности в работе, каждый его шаг регламентировался школьным уставом.

К нач. 18 в. насчитывалось ок. 800 иезуитских уч. заведений, в т. ч. свыше 20 ун-тов.

Изменившиеся социальные и экономич. условия заставили иезуитов в 1832 пересмотреть свой школьный устав. Осн. принципы и цели И- в. остались прежними, но расширился перечень уч. предметов. Усилилось внимание к преподаванию естественно-математич. дисциплин. В нач. 20 в. было разрешено вносить изменения в уч. планы отдельных уч. заведений, исходя из местных условий и потребностей.

Во многих капиталистич. странах (Испания, Португалия, США, страны Лат. Америки и др.) иезуиты и в 70-х гг. 20 в.оказывают сильное влияние на нар. образование: открывают свои школы, готовят преподавателей для гос. и частных школ (в США насчитывается ок. 50 иезуитских уч. заведений). Иезуиты работают в качестве преподавателей в большинстве католич. школ.

Лит.: Гожалчинский А., Иезуитские школы в Юго-Западной России,"Тр.Киевской духовной академии", 1869, № 4; Ястребов М., Иезуиты и их педагогическая деятельность в Польше и Литве, там же, 1869, № 2; М и х н е в и ч Д. Е., Очерки из истории католической реакции. (Иезуиты), 2 изд., М., 1955; Тон диА., Иезуиты, пер. с итал., М., 1955; W e i с k e r G., Das Schul-wesen der Jesuiten nach den Ordensgesetzen, Halle, 1863; Schwickerath R., Jesuit education; its history and principles viewed in the light of modern educational problems, St. Louis, 1903; Mertz G., Die Padagogik der Jesuiten, Hdlb., 1910; Dainville F. d e, La naissance de I'humanisme moderne. Gen., 1969.

А. И. Пискунов.

ИЕЗУИТСКОЕ ГОСУДАРСТВО В ПАРАГВАЕ (1610-1768), образовано иезуитами, прибывшими в Парагвай в кон. 16 в. в целях эксплуатации индейцев под предлогом обращения их в христианство. Первые поселения индейцев во главе с иезуитами - редукции - возникли в 1609-10. Они представляли собой филиал обширной феод, орг-ции иезуитского ордена с элементами рабства и патриархально-родовых отношений. Лишив индейцев всякой собственности, иезуиты заставляли их тяжёлым трудом на полях и в мастерских создавать огромные богатства для ордена (среднегодовая выручка ордена равнялась 3 млн. долл.). Индейцы вымирали от непосильного труда, голода, болезней, погибали в войнах иезуитов против непокорённых индейцев (в 17 в. в редукциях было 150 тыс. индейцев, в 1739 - 74 тыс.). Рост богатства п власти иезуитов в Парагвае и др. исп. колониях встревожил исп. власти, по приказу к-рых иезуиты были изгнаны в 1768 из амер. владений Испании.

Н. Р. Матвеева.

ИЕЗУИТЫ члены католич. монашеского ордена [самоназв. - "Societas Jesu" (лат.)-"Общество Иисуса"], основанного в 1534 в Париже мелким исп. дворянином Игнатием Лойолой и утверждённого папой Павлом III в 1540. Орден был создан в период значит, успехов Реформации, став гл. орудием контрреформации. Имея своей целью защиту и распространение католицизма, упрочение власти папства, И. активно вмешиваются в область науки, образования, воспитания юношества, широко развивают миссионерскую деятельность. Осн. принципы построения ордена: строгая централизация, беспрекословное повиновение младших по положению старшим, абсолютный авторитет главы - пожизненно избираемого генерала ("чёрного папы"), подчинённого непосредственно папе римскому. Система морали, разработанная И., ими самими называлась "приспособительной" (accomodativa), т. к. давала широкую возможность в зависимости от обстоятельств произвольно толковать осн. религ.-нравств. требования, совершать любое преступление во имя "высшей цели" -"вящей славы божьей". Такое служебное значение морали получило отражение в приписываемом И. девизе "цель оправдывает средства". Для большей успешности их деятельности орден разрешает! мн. И. вести светский образ жизни, сохраняя в тайне свою принадлежность к ордену. Широкие привилегии, данные папством И. (право ношения светской одежды, освобождение от мн. религ. предписаний и запрещений, ответственность только перед орденским начальством и др.), в сочетании с обязат. взаимным шпионажем внутри ордена и т. п. способствовали созданию чрезвычайно гибкой и прочной орг-ции, в короткое время распространившей свою деятельность на многочисл. страны. В 16 в. И. утвердились не только в европ. гос-вах, но проникли в Индию, Японию, Китай, на Филиппины. В нач. 17 в. было создано Иезуитское государство в Парагвае. Миссионерская деятельность И. немало способствовала колониальному порабощению и ограблению народов Азии, Африки, Юж. Америки. И. выступали как враги идей Просвещения. Вмешательство ордена в политич. жизнь европ. стран было столь велико, что в 18 в. пр-ва ряда гос-в (Португалии, Франции, Испании и др.) прибегли к изгнанию И. В 1773 папа Климент XIV вынужден был формально ликвидировать орден. В эпоху Ре