загляните на купон-скидку или справочники: окна kbe, окна veka, окна rehau, остекление балкона, остекление лоджии, изготовление окон, монтаж окон, остекление, производство окон, металлопластиковые окна, окна пвх, пластиковые окна, установка окон, стеклопакеты и евроокна.



ВСЁ О СТРОИТЕЛЬСТВЕ, ЖЕЛЕЗОБЕТОНЕ, БЕТОНЕ, АРХИТЕКТУРЕ И НЕ ТОЛЬКО...:
ОПРЕДЕЛЕНИЯ:

АСФАЛЬТИРОВАНИЕ, устройство асфальтобетонных покрытий на автомобильных дорогах, улицах, аэродромах и т. п. путём укладки и уплотнения асфальтобетонной смеси по предварительно подготовленному основанию. В зависимости от назначения покрытия асфальтобетонную смесь (асфальтобетон) укладывают в один или два слоя на основание из щебня, гравия (нежёсткое основание) или бетона (жёсткое основание). Нижний слой толщиной 4-5 см устраивают из крупно- или среднезерни-стой смеси с остаточной пористостью 5-10% ; верхний слой толщиной 3-4 см-из средне- или мелкозернистой смеси (остаточная пористость 3-5%). При тяжёлых нагрузках и интенсивном движении транспорта покрытия устраивают 3-4-слойными общей толщиной 12-15 см. АСФАЛЬТИРОВАНИЕ начинается с очистки основания от пыли и грязи механич. дорожными щётками и поливомоечными машинами, исправления неровностей основания, обработки его поверхности жидким битумом или битумной эмульсией. Асфальтобетонная смесь приготовляется в асфальтобетоно-смесителях на стационарных или полустационарных заводах (установках), доставляется на место автомобилями-самосвалами и загружается в приёмный бункер асфалътобетоноукладчика, к-рый укладывает, разравнивает и предварительно уплотняет смесь. Окончат. уплотнение осуществляется катками дорожными. .


КОММУНАЛЬНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО, отрасль строительства, занятая сооружением объектов, связанных с обслуживанием жителей городов, посёлков городского типа, районных сельских центров и населённых пунктов сельской местности. В числе этих объектов: системы водоснабжения и канализации с очистными сооружениями и сетями; сооружения городского электрического транспорта с путевым, энергетическим хозяйством, депо и ремонтными предприятиями; сети газоснабжения и теплоснабжения с распределительными пунктами, районными и квартальными котельными; электрические сети и устройства напряжением ниже 35 кв; гостиницы; городские гидротехнические сооружения; объекты внешнего благоустройства населённых мест, озеленения, дороги, мосты, путепроводы, ливнестоки; предприятия санитарной очистки, мусороперерабатывающие и др. Планомерное развитие КОММУНАЛЬНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА в СССР началось ещё в 1-й пятилетке и осуществлялось нарастающими темпами до начала Великой Отечеств, войны 1941-45. В годы 4-й пятилетки (1946-50) проводились работы по восстановлению объектов коммунального назначения, разрушенных во время нем.-фаш. оккупации. В последующие годы КОММУНАЛЬНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО велось высокими темпами в связи с бурным развитием промышленности, культуры, увеличением численности городов и посёлков городского типа .
ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО, теория и практика планировки и застройки городов (см. Город). ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО определяют социальный строй, уровень развития производственных сил, науки и культуры, природно-климатичие условия и национальные особенности страны. ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО охватывает сложный комплекс социально-экономических, строительно-технических, архитектурно-художественных, а также санитарно-гигиенических проблем. Общим для ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО досоциалистических формаций является большее или меньшее влияние на него частной собственности на землю и недвижимое имущество..
ЗЕЛЁНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО, составная часть современного градостроительства. Городские парки, сады, скверы, бульвары, загородные парки (лесопарки, лугопарки, гидропарки, исторические, этнографические, мемориальные), национальные парки, народные парки, тесно связанные с планировочной структурой города, являются необходимым элементом общегородского ландшафта. Они способствуют образованию благоприятной в санитарно-гигиеническом отношении среды, частично определяют функциональную организацию городских территорий, служат местами массового отдыха трудящихся и содействуют художественной выразительности архитектурых ансамблей. При разработке проектов садов и парков учитывают динамику роста деревьев, состояние и расцветку их крон в зависимости от времени года.

Главная страница
Поиск по сайту
Оглавление страниц

Объяснение слов: словарь, справочник, информация. Строительство, экономика, промышленность - все сферы жизни: от А до Г, от Г до П и от П до Я

кие игры наз. нестратегическими. Класс нестратегических игр весьма обширен. К их числу относятся, в частности, кооперативные игры (см. Кооперативная теория игр).Примером нестратегич. (кооперативной) игры может служить простая и г-р а, состоящая в следующем. Множеством ситуаций являются в ней всевозможные распределения (дележи) между игроками нек-рого количества однородной полезности (напр., денег). Каждый делёж описывается теми суммами, к-рые при этом получают отдельные игроки. Коалиция интересов наз. выигрывающей, если она может даже в условиях противодействия со стороны всех остальных игроков присвоить и разделить между своими членами всю имеющуюся полезность. Все коалиции, не являющиеся выигрывающими, совсем не могут присвоить к.-л. доли полезности. Такие коалиции наз. проигрывающи-м и. Естественно считать, что выигрывающая коалиция предпочитает один делёж другому, если доля каждого из её членов в условиях первого дележа больше, чем в условиях второго. Проигрывающие же коалиции не могут сравнивать дележи по предпочтительности (это условие также вполне естественно: коалиция интересов, к-рая сама не в состоянии добиться ничего, вынуждена соглашаться на любой делёж и лишена возможности выбора между дележами).Если в игре имеется более одной коалиции действия, то игра наз. стратегической. Важный класс стра-тегич. игр составляют бескоалиционные игры, в к-рых коалиции действия совпадают с коалициями интересов (они наз. игрокам и), а предпочтения для игроков описываются их функциями выигрыша: игрок предпочитает одну ситуацию другой, если в первой ситуации он получает больший выигрыш, чем во второй.Одним из простейших примеров бескоалиционной игры может служить "мор-pa" в следующем своём варианте. Три игрока показывают одновременно 1 или 2 пальца каждый. Если все три игрока показывают одно и то же число, то выигрыш каждого равен нулю. В противном случае один из игроков показывает в ( = 1 или 2) и получает Ь из нек-рого источника (напр., из банка, образованного предварительными взносами), а два других игрока, показывающие одно и то же b (^ а), не получают ничего.Если в бескоалиц. игре участвуют два игрока, а значения их функций выигрыша в любой ситуации отличаются только знаками, то игра наз. антагонистической игрой; в ней выигрыш одного из игроков в точности равен проигрышудругого. Если в антагонистич. игре множества стратегий обоих игроков конечны, то игра наз. матричной игрой ввиду нек-рой специфической возможности её описания.В качестве другого примера бескоалиц. игры можно привести шахматы. В этой игре участвуют два игрока (белые и чёрные). Стратегия каждого из игроков есть мыслимое (хотя практически и не поддающееся детальному описанию) правило выбора в каждой возможной позиции нек-рого хода, допускаемого движениями фигур. Пара таких правил (за белых и за чёрных) составляет ситуацию, к-рая полностью определяет протекание шахматной партии и в т. ч. её исход. Функция выигрыша белых имеет значение 1 на выигрываемых партиях, 0 на ничейных и -1 на проигрываемых (такой способ начисления очков практически ничем не отличается от принятого в турнирной и матчевой практике). Функция выигрыша чёрных отличается от функции выигрыша белых лишь знаком. Из сказанного видно, что шахматы относятся к числу антагонистических и притом матричных игр. В шахматах стратегии не выбираются игроками до начала игры, а реализуются постепенно, ход за ходом. Это значит, что шахматы принадлежат к позиционным играм.

И. т. является нормативной теорией, т. е. предметом её изучения являются не столько сами модели конфликтов (игры), как таковые, сколько содержание принимаемых в играх принципов оптимальности, существования ситуаций, на к-рых эти принципы оптимальности реализуются (такие ситуации или множества ситуаций наз. решениями в смысле соответствующего принципа оптимальности), и, наконец, способы нахождения таких ситуаций.

Рассматриваемые в И. т. объекты - игры - весьма разнообразны, и пока не удалось установить принципов оптимальности, общих для всех классов игр. Практически это означает, что единого для всех игр истолкования понятия оптимальности ещё не выработано. Поэтому прежде чем говорить, напр., о наивыгоднейшем поведении игрока в игре, необходимо установить, в каком смысле эта выгодность понимается. Все применяемые в И. т. принципы оптимальности при всём их внешнем разнообразии отражают прямо или косвенно идею устойчивости ситуаций или множеств ситуаций, составляющих решения. В бескоалиц. играх основным принципом оптимальности считается принцип осуществимости цели, приводящий к ситуациям равновесия. Эти ситуации характеризуются тем свойством, что любой игрок, к-рый отклонится от ситуации равновесия (при условии, что остальные игроки не изменят своих стратегий), не увеличит этим своего выигрыша.

В частном случае антагонистических игр принцип осуществимости цели превращается в т. н. принцип м а к с и м и н а (отражающий стремление максимизировать минимальный выигрыш).

Принципы оптимальности (первоначально выбиравшиеся интуитивно) выводятся на основании нек-рых заранее задаваемых их свойств, имеющих характер аксиом. Существенно, что различные применяемые в И. т. принципы оптимальности могут противоречить друг другу.

Теоремы существования в И. т. доказываются преим. теми же неконструктивными средствами, что и в др. разделах математики: при помощи теорем о неподвижной точке, о выделении из бесконечной последовательности сходящейся подпоследовательности и т. п., или же, в весьма узких случаях, путём интуитивного указания вида решения и последующего нахождения решения в этом виде.

Фактическое решение нек-рых классов антагонистич. игр сводится к решению дифференциальных и интегральных уравнений, а матричных игр - к решению стандартной задачи линейного программирования. Разрабатываются приближённые и численные методы решения игр. Для многих игр оптимальными оказываются т. н. смешанные стратегии, т. е. стратегии, выбираемые случайно (напр., по жребию).

И. т., созданная для матем. решения задач экономич. и социального происхождения, не может в целом сводиться к классич. матем. теориям, созданным для решения физич. и технич. задач. Однако в различных конкретных вопросах И. т. широко используются весьма разнообразные классич. матем. методы. Кроме этого, И. т. связана с рядом матем. дисциплин внутр. образом. В И. т. систематически и по существу употребляются понятия теории вероятностей. На языке И. т. можно сформулировать большинство задач матем. статистики. Необходимость при анализе игры количеств, учёта неопределённости предопределяет важность и тем самым связь И. т. с теорией информации и через её посредство - с кибернетикой. Кроме того, И. т., будучи теорией принятия решений, может рассматриваться как существ, составная часть матем. аппарата операций исследования.

И. т. применяется в экономике, технике, военном деле и даже в антропологии. Осн. трудности практич. применения И. т. связаны с экономической и социальной природой моделируемых ею явлений и недостаточным умением составлять такие модели на количественном уровне.

К 70-м гг. 20 в. число публикаций по науч. вопросам И. т. достигло многих сотен (в т. ч. неск. десятков монографий). Курсы по И. т. читаются во мн. высших уч. заведениях для студентов матем. и экономич. специальностей (в СССР - с 1956).

Международные конференции по И. т. проходили в Принстоне (1961), Иерусалиме (1965), Вене (1967) и Беркли (1970). Всесоюзные конференции по И. т. состоялись в Ереване (1968) и Вильнюсе (1971).

Лит.: Неиман Д ж., Моргенштерн О., Теория игр и экономическое поведение, пер. с англ., М., 1970; Лью с Р., Рай-фа X., Игры и решения, пер. с англ., М., 1961; Карлин С., Математические методы в теории игр, программировании и экономике, пер. с англ., М., 1964; Воробьев Н. Н., Современное состояние теории игр, "Успехи математических наук", 1970, т. 25, М° 2(152), с. 80-140; Оуэн Г., Теория игр, пер. с англ., М., 1971; Contributions to the theory of games, v. 1-4, Princeton, 1950-59; Advances in game theory, Princeton, 1964.

Н. Н. Воробьёв.

ИГРА, вид непродуктивной деятельности, где мотив лежит не в результате её, а в самом процессе. И. сопровождает человечество на протяжении всей его истории, переплетаясь с магией, культовым поведением, спортом, военными и др.тренировками, искусством, в особенности исполнительскими его формами. И. свойственны и высшим животным. И. изучается историками культуры, этнографами, психологами (в частности, в связи с детской психологией), историками религии, искусствоведами, исследователями спорта и военного дела. В матем. игр теории И. определяется как матем. модель конфликтной ситуации. Происхождение И. связывалось с магико-куль-товыми потребностями или врождёнными биологическими потребностями организма; выводилось из трудовых процессов (Г. В. Плеханов, "Письма без адреса").

Связь И. с тренировкой и отдыхом одновременно обусловлена её способностью моделировать конфликты, решение к-рых в практич. сфере деятельности или затруднено или невозможно. Поэтому И. является не только физич. тренировкой, но и средством психологич. подготовки к будущим жизненным ситуациям. В качестве абстрактной модели конфликта И. легко превращается в форму выражения социальных противоречий (превращение в ср.-век. Византии "болельщиков"- на ипподроме в поли-тич. партии, детские игры как модели социальных конфликтов "взрослого" мира).

Особая психич. установка играющего, к-рый одновременно и верит и не верит в реальность разыгрываемого конфликта, двуплановость его поведения роднит И. с искусством. Вопрос о соотношении И. и искусства был поставлен И. Кантом и получил филос.-антропологич. обоснование у Ф. Шиллера, видевшего в И. специфически человеческую форму жизнедеятельности по преимуществу:*...человек играет только тогда, когда он в полном значении слова человек, и он бывает вполне человеком лишь тогда, когда играет" (Собр. соч., т. 6, М., 1957, с. 302). Генетич. связь искусства и И. отмечалась также в позитивистских концепциях происхождения искусства (напр., в теории синкретич. первобытного искусства и происхождения искусства из обряда и "действа" А. Н. Веселовского). И игра, и искусство, преследуя цели овладения миром, обладают общим свойством - решение предлагается не в практич., а в условной, знаковой сфере, к-рая в дальнейшем может быть использована в качестве модели практич. поведения. Однако между И. и искусством имеется существ, отличие: И. представляет собой овладение умением, тренировку, моделирование деятельности, отличит, свойством И. является наличие системы правил поведения.

Ю. М. Лотман.

В психологии первая фундаментальная концепция И. была развита нем. философом и психологом К. Гро-сом (1899): в И. животных он видел предварит. приспособление ("предуп-ражнение") инстинктов к условиям будущей жизни. До него англ, философ Г. Спенсер высказал взгляд на И. как проявление "избытка сил". Существ, поправкой к учению Гроса явилась теория австр. психолога К. Бюлера о "функциональном удовольствии" как внутр. субъективной причине И. С противоположной Гросу теорией И. выступил голл. зоопсихолог Ф. Бёйтендейк, считая, что в основе И. лежат не инстинкты, а более общие изначальные влечения, находящиеся за инстинктами (влечение к освобождению, влечение к слиянию с окружающим и влечение к повторению). В психоаналитич. концепции австр. врача 3. Фрейда И. рассматриваются как реализация вытесненных из жизни желаний.

В сов. психологии был развит подход к И. как к социально-историч. явлению (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин и др.)- В частности, игры детские рассматриваются как форма включения ребёнка в мир человеческих действий и отношений, возникающая на такой ступени общественного развития, когда высокоразвитые формы труда делают невозможным непосредственное участие в нём ребёнка, тогда как условия воспитания формируют у него стремление к совместной жизни со взрослыми.

Лит.: Плеханов Г. В., Соч., т. 14, М., 1925, с. 54-64; Леонтьев А. Н., Проблемы развития психики, М., 1971; Groos К., Die Spiele der Tiere, Jena, 1896; его же, Die Spiele des Menschen, Jena, 1899; В u h 1 е г K., Die Krise der Psychologie, Jena, 1929; Buytendijk F. J., Wesen und Sinn des Spiels, В., 1934; Huizing a J., Homo ludens, L., 1949. См. также лит. при ст. Игры детские. И. Б. Даунис.

ИГРА, посёлок гор. типа, центр Игрин-ского р-на Удмуртской АССР, на р. Лоза (басе. Вятки). Ж.-д. станция в 92 км к С. от Ижевска. Узел автодорог. 15 тыс. жит. (1970). Леспромхоз, комбинат строит, деталей, з-ды домостроит. и молочный, мясокомбинат.

ИГРЕНЬ, город (с 1959) в Днепропетровской обл. УССР, на р. Самара (басе. Днепра), в 17 км к С.-В. от Днепропетровска. Ж.-д. станция. 22 тыс. жит. (1970). Хлебный з-д, гранитный карьер. Население города работает гл. обр. на предприятиях Днепропетровска.

ИГРИМ, посёлок гор. типа в Березовском р-не Ханты-Мансийского нац. округа Тюменской обл. РСФСР. Расположен у впадения Малой Сосьвы в Сев. Сосьву, в 130 км от ж.-д. ст. Сергино. Добыча газа, рыбная пром-сть.

ИГРИСТЫЕ ВИНА, столовые виноградные вина, насыщенные углекислым газом путём вторичного брожения (в бутылках, отд. герметич. резервуарах или в системе резервуаров) добавленного к ним сахара (сахарозы) или виноградного сусла. Приготавливают из спец. белых или красных сортов винограда. В СССР к И. в. относят "Советское шампанское", "Красное игристое", "Цимлянское", "Севастопольское игристое", "Мускат игристый". К числу И. в. принадлежат также вина, насыщенные углекислым газом при первичном брожении за счёт невыбродившего сахара (напр., грузинские "Чинури", "Чхавери", "Ате-нури", "Мцване"). Во Франции - вина Шампани, в Италии - игристые мускаты "Асти спуманте" и др. См. Вино виноградное.

ИГРУНКИ, (Callithrix), род животных сем. игрунковых обезьян. Дл. тела 15- 30 см, хвоста 18-40 см, весят 230- 450 г. Окраска разнообразная: целиком чёрная (С. penicillata), жёлтая (С. chry-soleuca), тело чёрное, голова белая (С. geoffroyi), тело светлое, хвост чёрный (С. argentata). Шерсть густая, довольно длинная, на ушах обычно имеются кисточки. 8 видов; распространены в Юж. Америке (Бразилия и Боливия). Древесные животные, очень ловкие и быстрые. Держатся группами по 3-12 особей. Активны днём. Питаются листьями и плодами деревьев, насекомыми, мелкими птицами и их яйцами. Беременность 140- 150 дней; детёнышей 1-3; самец часто помогает их воспитывать.Обыкновенные игрунки.

ИГРУНКОВЫЕ ОБЕЗЬЯНЫ (Callithricidae), семейство амер. обезьян. В отличие от др. обезьян, имеют когтевидные ногти на всех пальцах (исключая большой , палец задних ног); отсюда др. назв.- когтистые обезьяны. Волосы густые, шелковистые, на ушах кисточки. Хвост обычно сильно опушён. Дл. тела 13-37 см, хвоста 15-42 см, весят от 70 до 1000 г. Окраска разнообразна, преобладают два цвета - белый и чёрный. В отличие от остальных обезьян, И. о. имеют по 2 больших коренных зуба (вместо 3) на каждой стороне верх, и ниж. челюсти. И. о.- наиболее примитивные из совр. обезьян. 4 рода, объединяющие 33 вида. Распространены в сев. части Юж. Америки, а также в Центр. Америке. И. о. обитают в тропич. лесах, очень ловки и быстры; при передвижении по ветвям часто пользуются хвостом как противовесом. Рождают 1-3 детёнышей (остальные обезьяны 1-2). Наиболее известны игрунки, тамарины, львиные игрунки (напр., розалия).

ИГРУШКА, предмет, предназначенный для игры. Воссоздавая реальные и воображаемые предметы, образы, И. служит целям умств., нравств., эстетич. и физич. воспитания. И. помогает ребёнку познавать окружающий мир, приучает его к целенаправленной, осмысленной деятельности, способствует развитию мышления, памяти, речи, эмоций. И. широко используется в уч.-воспитат. работе с детьми, в частности для развития детского, технич. и художеств, творчества (см. Игры детские, Детское творчество). Типы, характер, содержание и оформление И. определяются конкретными воспитат. задачами применительно к возрасту детей с учётом их развития и интересов. Как произведения декоративно-прикладного искусства И., особенно национально-традиционные, используются в качестве декоративных элементов в современном интерьере.

Содержание и формы И. находятся в непосредственной связи с социальным строем общества, с уровнем его культуры.

С древнейших времён известны И. в виде образов людей, животных, орудий труда, предметов быта: куклы из дерева и ткани, фигурки животных, мячи из кожи (Др. Египет, 3-е тыс. до н. э.). В детских погребениях античной эпохи (Греция, Рим) обнаружены И.- куклы,фигурки животных, предметы быта, обручи, волчки, погремушки и др.; по свидетельству Плиния и Плутарха, уже в эту эпоху существовали И. с заводными механизмами. В Афинах и Риме получила развитие торговля И. На совр. территории СССР древнейшие И. найдены среди предметов фатъяновской культуры (2-е тыс. до н. э.). Известны И., найденные при раскопках слав, городищ Среднего Приднепровья (6-8 вв. н. э.); глиняные свистульки в виде фигурок животных, куклы, посуда - из раскопок в Радонеже, Коломне, Москве (10-18 вв.). Кустарные промыслы И. стали развиваться в феодальном обществе. Для детей привилегированных сословий создавались дорогие И. Нек-рые И. предназначались для развлечения взрослых, напр, франц. и нем. заводные И. В Зап. Европе центры производства И. сложились в Рудных горах, Нюрнберге, Тюрингии, Ли-може. На терр. СССР первые промыслы И. возникли в 12 в. в Новгороде; с 17 в. широкое распространение получила нар. кустарная И. В 17-19 вв. выпуск кера-мич., деревянных токарных (вятская, бабенковская И.) и резных И., часто с яркой росписью, а также И. из папье-маше или мастики (И. Сергиева Посада, ныне г. Загорск) стал областью деятельности нек-рых рус. нар. художеств, промыслов (см. Дымковская игрушка, Гжельская керамика, Богородская резьба, Городецкая роспись, а также илл. к ним). С конца 19 в. началось пром. производство И. из металла, резины, целлулоида, затем в нач. 20 в.- из пластмасс и синтетич. материалов, к-рое потребовало специализации производства и значит, капиталовложений.

К И. предъявляются определённые пед., эстетич., гигиенич., технич. и эко-номич. требования. Существуют различные классификации И. Различают образные И., дидактические и игры-пособия, технические, театральные, карнавальные и музыкальные, спортивно-моторные, И.-забавы. Деление И. на такие группы условно, т. к. с помощью одной и той же И. могут решаться различные воспитат. и образоват. задачи, проводиться игры разного содержания и характера. В основе пром. классификации И.- материал для их производства: И. пластмассовые, деревянные, металлические, резиновые, мягконабивные; куклы, муз., электромеханич., полиграфич. и др.

Пром. производство И. за рубежом наиболее развито в США, Японии, ГДР, ФРГ, Великобритании, Италии. Крупнейшими экспортёрами И. являются Япония, ГДР и ФРГ, крупнейшим импортёром - США. В СССР производство И. достигло большого развития в 1950-1970. Были возрождены и получили дальнейшее развитие нар. промыслы И., создана отрасль промышленности по производству И. В 1959 Совет Министров СССР принял постановление "Об увеличении производства, расширении ассортимента и улучшении качества детских игрушек". В 1972 выпуск И. осуществляли св. 800 предприятий, в т. ч. св. 100 специализированных заводов и фабрик. В СССР выпускается св. 10 тыс. различных видов И., ежегодно разрабатывается ок. 1 тыс. новых образцов (в основном Всесоюзным н.-и. ин-том И., созданным в 1932, и творческими организациями Союза художников). Специалисты по производству И. готовятся в Загорском художеств.-пром. училище (Моск. обл.) и др. спец. уч. заведениях, выпускающих специалистов для художеств, промыслов. В 1961 в Москве создан крупнейший специализированный торговый центр - Дом игрушки. В Загорске имеется Музей И.

Е. А. Коссаковская, В. И. Фёдорова.

Лит.: Воронецкий А. М., Кустарное производство игрушек. 1889, в кн.: Отчёты и исследования по кустарной промышленности в России, т. 1, СПБ, 1892; Игрушка, её история и значение. Сб. ст., под ред. Н.Д. Бартрам, М., 1912; Оршанский Л. Г., Игрушки. Сб., П., 1923; Церетелли Н. М., Русская крестьянская игрушка, [М.], 1933; Лебеде-в а Н. Т., Как выбрать игрушки детям, М., 1959; Россихина С. В., Русская народная игрушка, М., 1959; ФлёринаЕ. А., Эстетическое воспитание дошкольника, М., 1961; Э и д е л ь с Л. М., Техническая игрушка в трудовом воспитании детей, [М.], 1962; А р б а т Ю. А., Поющее дерево, М., 1962; Гаврилова Л. А., Друг детей, М., 1962; Коссаковская Е. А., Ребёнку купили игрушку, М., 1967; Детям - хорошая игрушка. Сб., М., 1963; Ильина Т. А.,Игрушка - не игрушка!, [Л. - М., 1964].

ИГРЫ ДЕТСКИЕ, вид активной деятельности детей, заключающийся обычно в воспроизведении ими окружающей жизни, гл. обр. действий взрослых и отношений между ними.

И. д. социальны по своему происхождению, по своей природе и, следовательно, по своему содержанию. Многие И. д. носят нац., нар. характер и передаются из поколения в поколение. В них формируется и проявляется потребность ребёнка познать окружающий мир и воздействовать на него, развиваются интеллектуальные, моральные, волевые и физич. качества, формируется личность в целом. Игры являются ведущей деятельностью детей в дошкольном возрасте и занимают важное место в воспитании и обучении школьников всех возрастов. По словам А. М. Горького, игра - путь детей к познанию мира, в к-ром они живут и к-рый призваны изменить. В сов. педагогике И. д. рассматриваются как одно из средств коммунистического воспитания, самовоспитания и обучения детей.

В пед. лит-ре обычно различают и г-ы манипуляции детей до лет, сюжетные (ролевые, режиссёрские и игры-драматизации), подвижные и дидактические И. д.

Начальной формой И. д. являются игры-манипуляции детей ясельного возраста, сопровождающиеся эмоциональным оживлением ребёнка, играющего, как правило, индивидуально. В процессе таких манипуляций взрослые учат детей предметным действиям, знакомят их с формой, цветом, назначением предметов, учат играть рядом.

Сюжетные игры дошкольников начинаются с ролевых, в к-рых дети берут на себя активные роли - взрослого человека, животного, машины и др. (пассивные роли отводятся игрушкам). Характерной особенностью сюжетных И. д. является их двойственный символич. характер (напр., играющий мальчик - одновременно и "лётчик в полёте", и ребёнок на стуле). Дети строят игровую ситуацию, одновременно активно включаясь в жизнь взрослых. Они учитывают особенности реальной обстановки, в к-рой только и могут действовать, и тех реальных предметов, к-рые применяются в игре. Игрушки, предметы быта, материалы, эключаемые в игру, становятся символами, заменяющими предметы из мира взрослых. Именно этот двойственный характер игровой ситуации и создаёт возможность усвоения детьми знаний о тех сторонах действительности, в к-рых они ещё не могут Осуществить реальную предметную деятельность. Та же двойственность - расхождение и связывание в игре плана изображаемого (мир взрослых) и плана реальных игровых действий - является важным условием развития мышления, воображения, творческих возможностей ребёнка. Сюжеты игр обогащаются с расширением знаний детей о жизни: вначале в них отражаются окружающий быт, производств, и обществ, темы. Дети обращаются также к сюжетам лит. произведений, кинофильмов, теле- и радиопередач и др. Происходит изменение и содержания игры: от действий с игровыми предметами, лежащих в основе сюжетной игры на ранних ступенях,- к изображению деятельности и отношений взрослых, к образованию новой игровой ситуации - роли, в к-рой ребёнок отождествляет себя с изображаемым лицом (с этой целью используются и игровые атрибуты, символизирующие роль). Ролевая игра как наиболее развёрнутая форма сюжетных И. д. сохраняется у детей до подросткового возраста. В режиссёрских играх дети обычно не берутролей на себя, а распределяют их между игрушками и действуют за них. Сюжет (бытовой, общественный, литературный и др.), как правило, развивается в действии с фигурками, выполняющими пассивные роли. Обстановку для сюжетных игр дети создают при помощи игрушек, игровых строит, и природных материалов.

В играх-драматизациях дети старшего дошкольного и младшего школьного возрастов воспроизводят в театрализованной форме содержание лит. произведений. Роли распределяются между детьми, игрушками, используется и театр кукол. В процессе таких игр у детей развиваются художеств, способности и интерес к участию в художеств, самодеятельности.

Подвижные игры у детей ясельного и младшего дошкольного возрастов - подражательные игры - движения под потешки, песенки взрослых и игры с игрушками. Многие подвижные игры дошкольников близки к драматизации. Ряд игр имеет сюжет и правила ("гуси-лебеди"), многие - только правила ("салочки", "прятки"). С 4-5 лет дети, играя, соревнуются в беге, прыжках, бросках и др. У детей 5-6 лет подвижные игры начинают приобретать спортивный характер. Особое значение подвижные И. д. и спортивные игры имеют для фи-зич. воспитания школьников (см. Физическое воспитание, Спортивные игры).

Одним из действенных средств умств. воспитания детей, особенно дошкольников, являются дидактические игры, имеющие целью дать ребёнку новые знания о предметах, их классификации, назначении, свойствах, о видах труда, явлениях природы и др. Дидактич. И. д. используются при обучении детей счёту и чтению. Нередко дидактич. И. д. проходят с игрушками, настольно-печатны-ми играми (различного типа лото, домино, викторины и т. п.), природными материалами. Широко распространены словесные дидактич. И. д. без игрушек - загадки, шарады, кроссворды и др. Правила дидактич. И. д. (как и многих подвижных) создаются взрослыми, но обычно пополняются и видоизменяются детьми. Часто дидактич. И. д. носят характер познавательно-тренировочных игр-упражнений и игр-соревнований.Значит, место в И. д. занимает изготовление детьми игрушек и игр-самоделок, что способствует развитию детского творчества. Взрослые обучают детей умению играть в коллективе, использовать игры там, где возникает стремление участвовать в недоступной деятельности старших; обогащают содержание и сюжеты И. д.; помогают приобретать в процессе игры знания, навыки и умения; создают условия для игры.

Игра, по словам Н. К. Крупской,- школа организации. Являясь действенным средством развития у детей творческой активности, инициативы, коллективизма, организаторских умений и навыков, И. д. широко используются в жизни детских коллективов, причём игровые элементы вносятся не только в различные детские праздники, соревнования, но и в трудовые и др. общественно полезные дела. Ряд игр носит всесоюзный характер: военно-патриотич. игра "Зарница", соревнования на приз "Кожаный мяч" и "Золотая шайба", спартакиады школьников, радио- и телевикторины и игры-конкурсы и др.

С целью пед. организации И. д. в часы досуга в школах, внешкольных и куль-турно-просветит. учреждениях создана сеть детских игротек. См. также ст. Игрушка.

Лит.: Р у б и н ш т е и н С. Л., Основы психологии, М., 1935; Воспитание ребёнка в семье от трёх до семи лет. (Книга для родителей). Под ред. Е. А. Флёриной, М., 1950; Макаренко А. С., Игра, Соч., т. 4, М., 1957; Дьячкова О. А., Игры школьников, М., 1955; Эльконин Д. Б., Творческие ролевые игры детей дошкольного возраста, М., 1957; Леонтьев А. Н., Психологические основы дошкольной игры, в его кн.: Проблемы развития психики, М.. 1959; Эльконин Д. Б., Детская психология, М., 1960; Роль игры в детском саду. Под ред. А. П. Усовой, М., 1961; Мах-лак Е. С., Психологические особенности сюжетной игры в школьном возрасте, в сб.: Вопросы психологии личности школьника, М., 1961; Психология и педагогика игры дошкольника, М., 1966; Голециова О., Клиндова Л., Бердыхова Я., Игры в детском саду, М., 1966; Выготский Л. С., Игра и её роль в психическом развитии ребёнка, "Вопросы психологии", 1966, № 6; Я к о в л е в В. Г., Гриневский А., Игры для детей, М., 1968; Всегда всем весело. Сб. игр для пионеров и школьников, М., 1969.Е. А. Коссаковская, И. Б. Даунис.

ИГУАНОДОНТЫ (Iguanodontidae), семейство вымерших пресмыкающихся отряда птицетазовых динозавров. Существовали в конце юрского и первой половине мелового периодов. Крупные (дл. до 10м), передвигавшиеся на задних конечностях растительноядные пресмыкающиеся, напоминавшие строением зубов совр. ящериц игуан. 5 родов, объединявших много видов. И.- предки утконосых динозавров. Многочисленные остатки И. найдены в Зап. Европе, Сев. Африке и Центр. Азии; в Бельгии (Бер-ниссар) выкопано 29 скелетов - это одна из лучших коллекций ископаемых позвоночных.

Скелетигуанодона (Iguanodon bernis-sartensis).

Лит.: Рождественский А. К., Новые игуанодонты из Центральной Азии, "Палеонтологический журнал", 1966, № 3; Основы палеонтологии. Земноводные, пресмыкающиесяиптицы, М., 1964; С a s i-ег Е., Les iguanodons de bernissart, Brux., 1960. А. К. Рождественский.

ИГУАНЫ игуановые (Iguanidae), семейство пресмыкающихся отр. ящериц. В отличие от представителей близкого сем. агам, зубы у И. прикреплены к внутр. поверхности челюстей. Более 50 родов, в т. ч. собственно И. (Iguana), анолисы, василиски, конолоф, жабовидные ящерицы и др. (всего ок. 700 видов).

Игуана (Iguana iguana).

Распространены преим. в Зап. полушарии; в Восточном - только на о-вах Мадагаскар (3 вида), Фиджи и Общества (2 вида). Большинство живёт в лесах, на деревьях, мн.- в пустынях и горах, нек-рые ведут полуводный образ жизни, скрываясь в воду в случае опасности. Питаются гл. обр. насекомыми и др. мелкими беспозвоночными; нек-рые ра-стительноядны (напр., морская ящерица). Большинство - яйцекладущие, нек-рые - яйцеживородящие. Род собственно И. (2 вида) населяет преим. тропич. часть Юж. Америки. Это ярко-зелёные ящерицы, дл. до 1,8 м- Живут на деревьях, обычно возле воды. Раститель-ноядны. Мясо и яйца съедобны.

ИГУАСУ (Iguacu), река на Ю.-В. Бразилии, лев. приток р. Парана. Дл. 1320км, пл. басе. 62 тыс. км2. Берёт начало на зап. склонах хр. Серра-ду-Мар, течёт на 3. по Бразильскому плоскогорью. По ниж. течению реки проходит граница между Бразилией и Аргентиной. На реке много порогов и водопадов (Озориу, Игуасу и др.). Питание дождевое. Полноводна в течение всего года, значительные паводки. Ср. расход воды в устье ок. 1200 м31сек.

ИГУАСУ(Iguacu), водопад в Юж. Америке, на р. Игуасу (на участке, образующем границу Аргентины и Бразилии), в 26 км от места впадения её в р. Парана. Спадает в ущелье с двух отвесных базальтовых ступеней 275 струями и потоками, разделёнными скалистыми островками, покрытыми пышной тропич. растительностью. Общая вые. Падения 72 м, общая ширина обоих ступеней - до 4 км. Ср. расход воды ок. 1200 м3/сек. Открыт в 1892 под назв. Санта-Мария. В р-не водопада нац. парки Аргентины и Бразилии под тем же названием. Туризм.

К. Н. Игумнов.

М. Идальго.

ИГУАСУ, два сопредельных нац. парка: в Аргентине (Iguazu, пров. Мисьонес, пл. 55 000 га, осн. в 1909) и Бразилии (Iguacu, шт. Парана, пл. 140 000 га, осн. в 1939). Гл. достопримечательность - водопад Игуасу. Влажные тропич. и суб-тропич. леса с большим разнообразием древесных пород (до 200 видов), доминируют широколиственные, присутствует араукария. Обитают пума, ягуар, койот, оцелот, тапир, альпака, водосвинка, ленивцы, броненосцы, крокодилы.

ИГУМЕН (от греч. hegumenos, букв.- идущий впереди,, ведущий), настоятель или помощник настоятеля православного монастыря.

ИГУМНОВ Константин Николаевич [19.4(1.5). 1873, Лебедянь, ныне Липецкой обл.,- 24.3.1948, Москва], советский пианист, нар. артист СССР (1946), доктор искусствоведения (1940). Окончил Моск. консерваторию в 1894 по классу фп. П. А. Пабста. В 1895 участвовал в Междунар. конкурсе им. А. Г- Рубинштейна в Берлине. Дебютировал в Москве в 1895. С 1899 проф. Моск. консерватории, в 1924-29 её ректор,., Игра И. отличалась лирической проникновенностью, тонким вкусом, благородством стиля, певучестью и красотой звука. Прославился интерпретацией цикла "Времена года" П. И. Чайковского и др. его соч. для фп.

И.- создатель одной из крупнейших Сов, .школ пианизма, пользующейся мировой известностью. Среди учеников: Н. А. Орлов, И. А. Добровейн, Л. Н. Оборин, Я. В. Флиер, М. И. Гринберг, А- Л. Иохелес, Я. И. Милыптейн и др. Гос. пр. СССР (1946). Награждён орденом Ленина и орденом Трудового Красного Знамени.

Лит.: Мильштейн Я., Исполнительские и педагогические принципы К. Н. Игумнова, в кн.: Мастера советской пианистической школы, М., 1954; Рабинович Д., Портреты пианистов, М., 1962.
ИДА, Ипсилоритис, Псилоритис (греч. Ide, Ipseloreites, Pseloreites), горный массив в центр, части о. Крит. Сложен известняками. Высота 2456 м. Каменистые склоны покрыты разрежённым покровом из колючих и подушко-видных ксероморфных полукустарников, кустарников и жёстких трав.

ИДАЛЬГО, Идальго-и-Костилья (Hidalgo у Costilla) Мигель (8.5.1753, Корралехо, шт. Гуанахуато,- 30.7.1811, Чиуауа, шт. Чиуауа), нац. герой Мексики, руководитель нар. восстания 1810-11, переросшего в войну за независимость Мексики от Испании. Окончил духовную семинарию в Валь-ядолиде (ныне Морелия), где позднее был преподавателем, а затем ректором. Разжалованный в приходские священники за распространение идей франц. энциклопедистов, И. продолжал выступать за независимость страны и улучшение экономич. и правового положения индейского населения. 16 сент. 1810 в г. Долорес И. обратился к народу с призывом подняться на освободит, войну ("Клич Долорес") и во главе революц. армии, состоявшей гл. обр. из крестьян-индейцев, рабочих рудников, пеонов, выступил против испанцев. В ноябре было создано в г. Гвадалахара пр-во во главе с И. Пр-во провозгласило отмену рабства, опубликовало закон о возвращении индейцам общинных земель и о снижении налогов. В янв. 1811 революц. армия потерпела поражение. В марте того же года И. был захвачен в плен, предан суду и расстрелян.

Лит.: Альперович М. С., Война за независимость Мексики (1810-1824), М., 1964; Mancisidor J., Hidalgo, More-los, Guerrero, [2 ed.]. Мех., 1970.

Г. И. Иванов.

ИДАЛЬГО (исп. hidalgo), мелкое и среднее рыцарство в средневековой Испании. Термин "И." (первоначально- сын имеющего нечто) возник в кон. 2 в. и окончательно укоренился для обозначения всех лиц рыцарского сословия в 13 и 14 вв. И. были важной воен. силой в Реконкисте. Разорение и оскудение И. началось в 15 в. В 16 в. И. активно участвовали в завоевании новооткрытых амер. земель. Наличие массы И., обнищавших, но сохранивших сословные предрассудки, присущие рыцарству,- характерная особенность обществ, жизни феод. Испании эпохи её упадка (кон. 16- 17 вв.).

ИДАЛЬГО (Hidalgo), штат в центр, части Мексики, на плато Центр. Меса. Пл. 21 тыс. кл2. Нас. 1156 тыс. чел. (1970). Адм. ц. - г. Пачука. Распространено потребит, земледелие, основные культуры: кукуруза, фасоль, агава, на орошаемых землях (округ Тула) - масличные, овощи, плодовые. Добыча золота и серебра. Машиностроение (Ироло); цв. металлургия (Пачука), пищ. пром-сть (Тулан-синго).

ИДАРСКОЕ БЕЛОГОРЬЕ горный хребет сев. склона Вост. Саяна. Расположен в басе. р. Кан. Вые. до 1660л. Дл. ок. 70 км. На Ю. примыкает к Тукшинскому Белогорью. Преобладает сред-негорный рельеф. Сложен гл. обр. кристаллич. породами. На склонах - кедро-во-елово-пихтовая тайга.

ИДАЯТЗАДЕ Исмаил Гусейн оглы (19.8. 1901, Баку,-11.11.1951, там же), азербайджанский советский актёр, режиссёр, нар. арт. Азерб. ССР (1938). В 1917 начал сценич., в 1934 режиссёрскую деятельность. Играл в Азерб. гос. театре (ныне им. М. Азизбекова, г. Баку). Роли: Абдул Али бек, Шариф, Саламов ("Севиль","Ал-мас", "В 1905 году" Джабарлы), Гаджи Кара ("Гаджи Кара" Ахундова), Шмага ("Без вины виноватые" Островского), Швандя ("Любовь Яровая" Тренёва) и др. Среди постановок: "Сиявуш" Джавида (1934), "Шах-наме" Джанана (1936), "В 1905 году" (1937), "Невеста огня"

(1939) Джабарлы, "Гачах Наби" Рустама

(1940). С 1938 гл. режиссёр Азербайджанского театра оперы и балета им. М. Ф- Ахундова постановщик спектаклей: "Кёр-оглы" (1937), "Аршин мал алан" (1938) Гаджибекова, "Девичья башня" (1940), "Низами" (1948) Бадал-бейли, "Ануш" Тиграняна(1941), "Хосров и Ширин" Ниязи (1942), "Вэтэн" ("Родина") Караева (1945), "Кармен" Визе (1946) и др. Отмеченные неповторимым своеобразием сценич. образы и монументальные, ярко театральные спектакли И.- значит, этап в развитии нац. актёрского иск-ва и режиссуры. Деп. Верх. Совета Азерб. ССР 1-го созыва. Награждён 2 орденами.

Лит.: Чэфэров Ч., Халг артисти Исмаиыл, 1956.

ИДЕАЛ (франц. ideal, от греч. idea - идея, первообраз), идеальный образ, определяющий способ мышления и деятельности человека или обществ, класса. Формирование природы сообразно И. представляет собой специфически-человеческую форму жизнедеятельности, ибо предполагает спец. создание образа цели деятельности до её фактического осуществления.

Проблема И. была обстоятельно разработана в нем. классич. философии. Наиболее остро она была поставлена И. Кантом в связи с проблемой "внутренней цели". Согласно Канту, явления, не имеющие цели, к-рая могла бы быть представлена образно, не могут иметь и идеала. Единств, существом, действующим по "внутренней цели", является человек как представитель рода. В животном внутр. целесообразность осуществляется бессознательно и потому не обретает форму И., особого образа цели. Согласно Канту, И. как воображаемое (достигнутое в воображении) совершенство человеческого рода характеризуется полным и абсолютным преодолением всех противоречий между индивидом и обществом, т. е. между индивидами, составляющими "род". Таким образом, осуществление И. совпадало бы с концом истории. В силу этого И., по Канту, принципиально недостижим и представляет собой только "идею" регулятивного порядка. Он указывает скорее направление на цель, чем задаёт образ самой цели, и потому руководит человеком скорее как чувство верного направления, чем как ясный образ результата. Только в искусстве И. может и должен быть представлен в виде образа - в форме прекрасного. И. науки ("чистого разума") задаётся в виде принципа "запрета противоречия", моральный И. ("практического разума") - в форме категорического императива. Ни там, ни здесь наглядно представить себе состояние, соответствующее И., нельзя, ибо оно неосуществимо в течение сколь угодно длительного, но конечного времени. Поэтому И. и "прекрасное" становятся синонимами, и жизнь И. допускается только в искусстве. Эти идеи Канта получили развитие в соч. Ф. Шиллера, И. Г. Фихте, ф. В. Шеллинга и нем. романтиков.

Г. Гегель, остро понявший бессилие кантовского представления об И., развенчал его как абстракцию, выражающую на деле один из моментов развивающейся действительности "духа" (т. е. истории духовной культуры человечества) и противопоставленную другой такой же абстракции - "эмпирической действительности", якобы принципиально враждебной И. и несовместимой с ним. И. становится у Гегеля моментом действительности, образом человеческого духа, вечно развивающегося через свои имманентные противоречия, преодолевающего свои собств. порождения, свои "отчуждённые" состояния, а не изначально внешнюю и враждебную ему "эмпирическую действительность". И. науки (науч. мышления) поэтому может и должен быть задан в виде системы логики, а И. практического разума - в виде образа разумно устроенного гос-ва, а не в виде формальных и принципиально неосуществимых абстрактных императивных требований, обращённых к индивиду. И. как таковой поэтому всегда конкретен, и он постепенно реализуется в истории. Любая достигнутая ступень развития предстаёт с этой точки зрения как частично реализованный И., как фаза подчинения эмпирии власти мышления, силе идеи, творческой мощи понятия,- т. е. коллективного разума объединённых вокруг идей людей. В виде И. всегда оформляется образ конкретной цели деятельности "рода", т. е. человечества на данной ступени его интеллектуального и нравств. развития. В составе И. действительно представляются разрешёнными главные, наиболее острые и окончательно назревшие всеобщие противоречия. "Дух" всегда осуществляет наличные проблемы, а не абстрактно-формальную цель "абсолютного совершенства", представляемого как неподвижное и лишённое жизни (стало быть и противоречий) состояние.

Поскольку И. определяется Гегелем в духе традиций нем. классич. философии как наглядно созерцаемый образ цели, дальнейшая разработка проблемы И. переходит у него в эстетику, в систему определений "прекрасного". Осуществление И. как "прекрасного" относится Гегелем, однако, к прошлому - к эпохе античного "царства прекрасной индивидуальности". Это связано с тем, что Гегель считает бурж. (идеализированное им) развитие культуры завершением социальной истории людей. Теоретически увековечивая капиталистич. разделение труда, Гегель считает романтич. мечтой, т. е. реакционным идеалом, идею всестороннего и целостного развития индивида. Но без этого идея "прекрасной индивидуальности" становится немыслимой даже чисто теоретически. Поэтому "прекрасное" (а тем самым и И. как таковой) оказывается у Гегеля скорее образом прошлого человеческой культуры, нежели образом её будущего.

Подвергнув критике идеализм Гегеля, марксизм-ленинизм материалистически переработал диалектич. идеи Гегеля относительно И., его состава, его роли в жизни общества и возможностей его конкретной реализации. Понимая под И. образ цели деятельности объединённых вокруг общей задачи людей, К. Маркс и ф. Энгельс главное внимание обратили на исследование реальных условий жизни осн. классов современного им (бурж.) общества, на анализ тех реальных всеобщих потребностей, к-рые побуждают эти классы к деятельности и преломляются в их сознании в форме И. Идеал был впервые понят с точки зрения отражения противоречий развивающейся социальной действительности в головах людей, находящихся в тисках этих противоречий. В виде И. в сознании всегда своеобразно отражается противоречивая социально-историч. ситуация, чреватая назревшими, но не удовлетворяемыми потребностями более или менее широких масс людей, обществ, классов, групп. В виде И. эти группы людей и создают для себя образ такой действительности, в рамках к-рого наличные, гнетущие их противоречия представляются преодоленными, "снятыми", и действительность изображена "очищенной" от этих противоречий, свободной от них. Это не значит, что в виде И. следует представлять себе грядущее состояние лишённым каких бы то ни было противоречий развития. В И. идеально разрешаются наличные, конкретно-исто-рич. по существу и по происхождению, противоречия и поэтому И. выступает как активная, организующая сознание людей сила, объединяющая их вокруг решения вполне определённых, конкретных, исторически назревших задач. Классы, реализующие прогресс всего общества, формируют соответственно прогрессивные И., собирающие под свои знамёна всех активных людей, ищущих выхода из кризисных ситуаций. Таковыми были, напр., И. Великой франц. революции. Таковыми являются в совр. эпоху И. Великой Окт. социалистическойреволюции. В наши дни единств, системой идей, представляющей прогрессивный И., является коммунистич. мировоззрение, и именно потому, что оно указывает людям единственно возможный выход в будущее из тупика неразрешимых при капитализме противоречий: построение коммунизма, в условиях к-рого осуществляется свободное и всестороннее развитие личности.

Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф., Немецкая идеология, Соч., 2 изд., т. 3; Маркс К., Критика Готской программы, там же, т. 19; Кант И., Критика эстетической способности суждения, Соч., т. 5, М., 1965; Шиллер Ф., Письма об эстетическом воспитании, Собр. соч., т. 6, М., 1957; Гегель Г. В. Ф., Наука логики, т. 1 - 2, Собр. соч., т. 5-6, М., 1937 - 39; его же, Эстетика, т. 1-3-,М., 1968-72-; Дебо л ь-ский Н. Г., Об эстетическом идеале, "Вопросы философии и психологии", 1900, кн. 55, с. 759-816; Л и ф ш и ц М. А., И. И. Вин-кельман и три эпохи буржуазного мировоззрения, в сб.: Вопросы искусства и философии, М., 1935; Муриан В. М., Эстетический идеал, М., 1966; Ильенков Э. В., Об идолах и идеалах, М., 1968; SchlesingerA., Der Begriff des Ideals, Lpz., 1908; Tsanoff R. A., Moral ideals of our civilization, N. Y., 1942; Веrt i n G. M., L'ideale estetico, Varese- Mil., 1949.

Э. В.Ильенков.
1004.htm
ИДЕАЛИЗАЦИЯ (франц. idealisation, от ideal - идеал), представление кого- или чего-либо лучшим, более совершенным, чем он или оно есть в действительности; наделение качествами, соответствующими идеалу.

ИДЕАЛИЗАЦИЯ процесс идеализации, мысленное конструирование понятий об объектах, не существующих и не осуществимых в действительности, но таких, для к-рых имеются прообразы в реальном мире. Процесс И. характеризуется отвлечением от свойств и отношений, необходимо присущих предметам реальной действительности и введением в содержание образуемых понятий таких признаков, к-рые в принципе не могут принадлежать их реальным прообразам. Примером понятия, являющегося результатом И., может быть "точка": невозможно найти в реальном мире объект, представляющий собой точку, т. е. объект, к-рый не имел бы измерения. Аналогичный характер имеют понятия "прямая линия", "окружность", "абсолютно чёрное тело", "инерция". О понятиях, являющихся результатом И. (их часто называют просто идеализация-ми), говорят, что в них мыслятся идеализированные (или идеальные) объекты. Образовав с помощью И. понятие о данном объекте, можно в дальнейшем оперировать с ним в рассуждениях как с реально существующей вещью. И. позволяет строго формулировать законы, строить абстрактные схемы реальных процессов для более глубокого их понимания; в этом смысле метод моделирования неотделим от И.

Признаком науч. И., отличающим её от бесплодной фантазии, является то, что порождённые в ней идеализированные объекты в определённых условиях находят истолкование в терминах неидеализированных (реальных) объектов. Именно практика (включая практику систематич. науч. наблюдений и экспериментов) подтверждает правомерность тех отвлечений, к-рые порождают понятия об идеализированных абстрактных объектах и служит критерием плодотворности И. в познании.

Лит.: Горский Д. П., Вопросы абстракции и образование понятий, М., 1961.

Б. В. Бирюков.

ИДЕАЛИЗМ (франц. idealisme, от греч. idea - идея), общее обозначение филос. учений, утверждающих, что сознание, мышление, психическое, духовное первично, основоположно, а материя, природа, физическое вторично, производно, зависимо, обусловленно. И.,таким образом, противостоит материализму в решении основного вопроса философии - об отношении бытия и мышления, духовного и материального как в сфере существования, так и в сфере познания. Хотя И. возник более двух с половиной тысячелетий тому назад, термин этот, как обозначение одного из двух лагерей, борющихся в философии, появился лишь в нач. 18 в. В 1702 нем. идеалист Лейбниц писал о гипотезах Эпикура и Платона, как самого крупного материалиста и самого крупного идеалиста. А в 1749 франц. материалист Д. Дидро назвал И. "...самой абсурдной из всех систем" (Избр. соч., т. 1, М.- Л., 1926, с. 28).

Филос. термин "И." не следует смешивать с употребляемым в обыденном языке, в повседневных рассуждениях на моральные темы словом "идеалист", к-рое происходит от слова "идеал" и обозначает бескорыстного человека, стремящегося к достижению возвышенных целей. В филос. смысле "И." также и в этич. области обозначает отрицание обусловленности морального сознания обществ, бытием и признание его первичности. Смешение этих понятий нередко использовалось идеалистами в целях дискредитации филос. материализма.

При всём фундаментальном единстве идеалистич. лагеря в решении осн. вопроса философии внутри этого лагеря следует различать две его гл. формы: И. объективный и субъективный. Для первого характерно признание духовного первоначала вне и независимо от нашего сознания, для второго неприемлемо допущение какой бы то ни было реальности вне и независимо от нашего сознания.

С ист. предшественницей объективного И. мы встречаемся уже в религиозно-художеств. образах др.-инд. Упанишад (материальный мир - покрывало Майи, за к-рым скрывается истинная реальность божественного первоначала, Брахмана). В концептуальной форме объективный И. получил первое законченное выражение в философии Платона. В ср.-век. философии его представлял схоластич. реализм, в новое время его крупнейшие представители - Г. В. Лейбниц, Ф. В. Шеллинг, Г. Гегель. Субъективный идеализм получил наиболее яркое выражение в учениях англ, идеалистов 18 в. Дж. Беркли и Д. Юма.

Наличие двух гл. форм И. не исчерпывает многообразия различных версий идеалистич. филос. систем. В пределах этих двух форм в истории философии имели место их вариации, определяемые тем, как понимается духовное первоначало: как мировой разум (панлогизм) или мировая воля (волюнтаризм), как единая духовная субстанция (идеалистич. монизм) или множество духовных первоэлементов (монадология - см. Монада, плюрализм), как разумное логически постигаемое начало (идеалистич. рационализм), как чувственное многообразие ощущений (идеалистич. эмпиризм и сексуализм, феноменализм) или как незакономерное, алогичное "свободное" начало, не могущее быть объектом науч. понимания (иррационализм).

Поскольку идеалистич. или материалистич. решение осн. вопроса философии являются взаимоисключающими, истинным может быть лишь одно из них. Таковым является материалистич. решение, что подтверждается историей науки, рассматриваемой под этим углом зрения, а также развитием обществ, практики. Чем же объясняется в таком случае долговечность И., его сохранение в обществ, сознании на протяжении тысячелетий? Это обстоятельство имеет свои глубокие корни: гносеологические и социальные. Ист. истоками И. являются присущие мышлению первобытного человека анимизм и антропоморфизм, одушевление всего окружающего мира и рассмотрение его движущих сил по образу и подобию человеческих поступков как обусловленных сознанием и волей. В дальнейшем гносеологич. истоком И. становится сама способность абстрактного мышления. Возможность И. дана уже в первой элементарной абстракции. Образование общих понятий и возрастающая степень абстрагирования - необходимые моменты прогресса теоретич. мышления. Однако превратное пользование абстракцие{ влечёт за собой гипостазирование отвле чённых мышлением свойств, отношений действий реальных вещей в отрыве от ш конкретных материальных носителей и приписывание этим продуктам абстрак ции самостоят, существования. Сознание мышление, величина, форма, добро, кра сота, мыслимые вне и независимо от ма териальных предметов и существ, к-рьн ими обладают, равно как и растенш "вообще" или человек "вообще", прини маемые за сущности, или идеи, вопло щаемые в вещах,- таков тот ложный ход абстрактного мышления, к-рый ве дет к И. "Прямолинейность и односто ронность, деревянность и окостенелость субъективизм и субъективная слепотг voila (вот - Ред.) гносеологические кор ни идеализма" (Л е н и н В. И., Поли, собр. соч., 5изд., т. 29, с. 322). Эти гносеологич. корни И. закрепляются в силу определённых социальных факторов, берущих начало в отделении умств. труда от физического, при к-ром "...сознание в состоянии эмансипироваться от мира..." (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 3, с. 30). С формированием рабовладельч. общества И. становится естественноисторич. формой сознания для господствующих классов, поскольку умств. труд был первоначально их привилегией.

По своему происхождению и на всех ступенях своего развития И. тесно связан с религией. По сути дела, И. возник как концептуальное, понятийное выражение религ. миросозерцания и в последующие эпохи служил, как правило, филос. оправданием и обоснованием религ, веры. По словам В. И. Ленина, филос. И. есть "...д о р о г а к поповщине..." (см. Поли. собр. соч., 5 изд., т. 29, с. 322).

Многовековая история И. весьма сложна. В самых различных видах на разных этапах истории он по-своему выражал эволюцию форм обществ, сознания в соответствии с характером сменяющихся социальных формаций и новым уровнем развития науки. Осн. формы И., получившие дальнейшее развитие в последующей истории философии, возникли уже в Др. Греции. Своего наивысшего расцвета филос. И. достиг в нем. классич. философии (кон. 18 - 1-я пол. 19 вв.), обосновавшей и развившей новую ист. форму рационализма - идеалистич. диалектику. С переходом капитализма в им-периалистич. стадию доминирующей чертой идеалистич. философии становится поворот к иррационализму в его различных версиях. В совр. эпоху господствующими в бурж. философии идеалистич. течениями являются: неопозитивизм (преим. в англосаксонских странах), экзистенциализм (в континентальных зап.-европ. странах), феноменология (обычно переплетающаяся с экзистенциализмом), неотомизм (в католич. странах).

Совр. философы-идеалисты редко признают свою принадлежность к идеалистическому лагерю. "Многие чувствуют, что это скорее явление прошлой истории, чем живая школа наших дней..." (Е w i n g А. С., The idealist tradition, Glencoe, 1957, p. 3). Господствующая в совр. идеалистич. философии классификация филос. учений чаще всего основывается не на противопоставлении материализма - И., а на противопоставлении И-- реализму. Так неотомисты,называя свое учение "реализмом", отличают его и от материализма, и от субъективного И. Др. идеалистич. течения претендуют на преодоление обоих противоборствующих направлений при помощи разного рода двусмысленных терминов ("нейтральный монизм", "элементы" и др.). На деле подобные истолкования носят по существу дезориентирующий характер, и все ведущие течения совр. бурж. философии являются фактически различными видами И.

Лит.: Энгельс Ф., Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии, Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 21; Ленин В. И., Материализм и эмпириокритицизм, Поли. собр. соч., 5 изд., т. 18; его же, К вопросу о диалектике, там же, т. 29; его же, Конспект книги Аристотеля "Метафизика", там же; Быховский Б., Нарский И., Соколов В., Идеализм, в кн.: Философская энциклопедия, т. 2, М., 1962; Флоренский П. А., Смысл идеализма, Сергиев Посад, 1914; Черкашин П. П., Гносеологические корни идеализма, М., 1961; Корнфорт М., Наука против идеализма, пер. с англ., М., 1957; Современный субъективный идеализм, М., 1957; Современнвш объективный идеализм, М., 1963; О й з е р м а н Т. И., Главные философские направления, М., 1971; W i I I m a n а О., Geschichte des Idea-Hsmus, 2 Aufl., Lpz.,1907; Ewing A. C., Idealism, L,, 1934.

Б. Э. Быховский.

ИДЕАЛЬНАЯ ЖИДКОСТЬ, воображаемая жидкость, лишённая вязкости и теплопроводности. В И. ж. отсутствует внутреннее трение, т. е. нет касательных напряжений между двумя соседними слоями. Такая идеализация допустима во многих случаях течения, рассматриваемых гидроаэромеханикой, и даёт хорошее описание реальных течений жидкостей и газов на достаточном удалении от омываемых твёрдых поверхностей и поверхностей раздела с неподвижной средой. Матем. описание течений И. ж. позволяет найти теоретич. решение ряда задач о движении жидкостей и газов в каналах различной формы, при истечении струй и при обтекании тел.

ИДЕАЛЬНОЕ, 1) нечто существующее не в действительности, а только в сознании; способ бытия предмета, отражённого в сознании; в этом плане И. обычно противопоставляется реальному; 2) результат процесса идеализации - абстрактный объект, к-рый не может быть дан в опыте, напр, идеальный газ, точка, абсолютно чёрное тело; 3) нечто совершенное, соответствующее идеалу.

Многообразные концепции И. тяготеют к двум полюсам: материализму и идеализму. Идеализм трактует И. как самодовлеющее начало, к-рое находится вне материального мира, и не может быть выведено из материи и объяснено с её помощью. В различных системах идеалистич. мировоззрения И. истолковывается в виде изначальных нематериальных сущностей -"идей" как прообразов всех вещей (объективный идеализм платоновского типа), в виде деятельности абсолютного духа или мирового разума (объективный идеализм гегелевского типа), в виде особой субстанции наряду с материальной (дуализм картезианского типа), в виде непосредств. данностей индивидуального сознания, превращённых в нечто первичное и исходное (субъективный идеализм), в виде особого мира ценностей и значений (совр. критич. реализм и феноменология).

Домарксовский материализм, критикуя представления об И. как особой субстанции, противостоящей материальному миру, истолковывал И. как функцию особым образом организованной материи. Слабая сторона домарксовского материализма в трактовке И. заключалась в том, что он рассматривал И. как продукт пассивного созерцания, а не как результат и способ человеческой деятельности.

По характеристике К. Маркса "...идеальное есть не что иное, как материальное, пересаженное в человеческую голову и преобразованное в ней" (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 23, с. 21). Диалектич. материализм исходит из понимания И., как явления общественно-исторического по своей природе и происхождению и рассматривает его прежде всего как отражение предметного, материального мира в сознании человека, как субъективный образ объективной действительности, опосредствованный социальной практикой. И. представляет собой, т. о., определённый аспект человеческого сознания, характеризующий специфический способ его бытия, несводимость его к к.-л. материальным процессам и явлениям (физ., физиол. и т. п.). См. также статьи Сознание, Отражение, Психика и лит. при них.

ИДЕАЛЬНОЕ ЧИСЛО, см. Идеал (ма-тем.).

ИДЕАЛЬНЫЙ ГАЗ, теоретическая модель газа, в к-рой пренебрегается взаимодействием частиц газа (средняя кинетическая энергия частиц много больше энергии их взаимодействия).

Различают классический И. г. (его свойства описываются законами классич. физики) и квантовый И. г., подчиняющийся законам квантовой механики.

Частицы классич. И. г. движутся независимо друг от друга, так что давление И. г. на стенку равно сумме импульсов, переданных за единицу времени отдельными частицами при столкновениях со стенкой, а энергия - сумме энергий отдельных частиц. Классич. И. г. подчиняется ур-нию состояния Клапейрона р = nkT, где р - давление, п - число частиц в ед. объёма, k - Больцмана постоянная, Т - абс. темп-pa. Частными случаями этого уравнения являются законы Бойля - Мариотта, Гей-Люссака и Шарля (см. Газы). Частицы классич. И. г. распределены по энергиям согласно распределению Больцмана (см. Больцмана статистика). Реальные газы хорошо описываются моделью классич. И. г., если они достаточно разрежены.

При понижении темп-ры Т газа или увеличении его плотности п до определённого значения становятся существенными волновые (квантовые) свойства частиц И. г. Переход от классич. И. г. к квантовому происходит при тех значениях Тип, при к-рых длины волн де Бройля частиц, движущихся со скоростями порядка тепловых, сравнимы с расстоянием между частицами.

В квантовом случае различают два вида И. г.; частицы газа одного вида имеют целочисленный спин, к ним применима статистика Бозе - Эйнштейна, к частицам др. вида (с полуцелым спином) - статистика Ферми - Дирака (см. Статистическая физика).

И. г. Ферми - Дирака отличается от классич. тем, что даже при абс. нуле темп-ры его давление и плотность энергии отличны от нуля и тем больше, чем выше плотность газа. При абс. нуле темп-ры существует максимальная (граничная) энергия, к-рую могут иметь частицы И. г. Ферми - Дирака (т. н. Ферми энергия). Если энергия теплового движения частиц И. г. Ферми - Дирака много меньше энергии Ферми, то его наз. вырожденным газом. Согласно теории строения звёзд, в звёздах, плотность к-рых превышает 1-10 кг/см3, существует вырожденный Ферми - Дирака И. г. электронов, а в звёздах с плотностью, превышающей 109 кг /см3, вещество превращается в Ферми - Дирака И. г. нейтронов (см. Нейтронные звёзды).

Применение теории И. г. Ферми - Дирака к электронам в металлах позволяет объяснить многие свойства металлич. состояния. Реальный вырожденный Ферми - Дирака И. г. тем ближе к идеальному, чем он плотнее.

Частицы И. г. Бозе - Эйнштейна при абс. нуле темп-ры занимают наинизший уровень энергии и обладают равным нулю импульсом (И. г. в состоянии конденсата). С повышением Т число частиц в конденсате постепенно уменьшается и при нек-рой темп-ре То (темп-ре фазового перехода) конденсат исчезает (все частицы конденсата приобретают импульс). При Т<То, давление И. г. Бозе - Эйнштейна зависит только от темп-ры. Свойствами такого И. г. обладает при темп-pax, близких к абс. нулю, гелий. Другим примером И. г. Бозе - Эйнштейна является электромагнитное излучение (И. г. фотонов), находящееся в тепловом равновесии с излучающим телом. И. г. фотонов является также примером ультрарелятивистского И. г., т. е. совокупности частиц, движущихся со скоростями, равными или близкими скорости света. Ур-ние состояния такого газа: р = е/3, где Е - плотность энергии газа. При достаточно низких температурах различного рода коллективные движения в жидкостях и твёрдых телах (напр., колебания атомов кристаллич. решётки) можно представить как И. г. слабых возбуждений (квазичастиц), энергия к-рых вносит свой вклад в энергию тела (см. Твёрдое тело, Квантовая жидкость).

В. Л. Покровский.

ИДЕАЛЬНЫЙ КРИСТАЛЛ, 1) кристалл совершенной структуры, лишённый всех дефектов строения (см. Дефекты в кристаллах), к-рые неизбежны в реально существующих кристаллах. И. к. является теоретич. моделью, широко используемой в теории твёрдого тела. 2) Кристалл совершенной формы, в к-рой физически равноценные грани одинаково развиты. Кристаллы, близкие к И. к., вырастают в подвешенном состоянии в хорошо перемешиваемом переохлаждённом растворе (см. Монокристаллы).

ИДЕЙНОСТЬ, приверженность определённой целостной системе идей и соответствующему ей социальному, нравственному и эстетическому идеалу; последовательная верность им и в теории, и на практике. Одно только знание идеи, если оно не превратилось в убеждённость, а равно и одно только практич. принятие определ. жизненных правил, требований и лозунгов, если оно не основано на со-знат. усвоении идейного содержания, ещё не есть И. Внутреннее их единство, основанное на единстве теоретич. смысла идеи и практич., конкретно-историч. значения её, есть И. Но такое единство невозможно у идеологий и социальных сил, противостоящих историч. прогрессу.

Поэтому в каждую эпоху И. есть п е-редовая И., означающая духовную ориентацию и осмысленность всей жизни личности, к-рая сознательно выбрала приверженность прогрессивным силам своей эпохи (группе, классу, партии). Приверженность реакц. идеям и деятельность по их осуществлению - антиподы подлинной, прогрессивной И.

И. проявляется во всех сферах обществ, деятельности и духовной жизни - философии, науке, искусстве, политике, морали и т. п. И. противоположна безыдейности - безразличию к духовному смыслу общественных поступков и