загляните на купон-скидку или справочники: окна kbe, окна veka, окна rehau, остекление балкона, остекление лоджии, изготовление окон, монтаж окон, остекление, производство окон, металлопластиковые окна, окна пвх, пластиковые окна, установка окон, стеклопакеты и евроокна.



ВСЁ О СТРОИТЕЛЬСТВЕ, ЖЕЛЕЗОБЕТОНЕ, БЕТОНЕ, АРХИТЕКТУРЕ И НЕ ТОЛЬКО...:
ОПРЕДЕЛЕНИЯ:

АСФАЛЬТИРОВАНИЕ, устройство асфальтобетонных покрытий на автомобильных дорогах, улицах, аэродромах и т. п. путём укладки и уплотнения асфальтобетонной смеси по предварительно подготовленному основанию. В зависимости от назначения покрытия асфальтобетонную смесь (асфальтобетон) укладывают в один или два слоя на основание из щебня, гравия (нежёсткое основание) или бетона (жёсткое основание). Нижний слой толщиной 4-5 см устраивают из крупно- или среднезерни-стой смеси с остаточной пористостью 5-10% ; верхний слой толщиной 3-4 см-из средне- или мелкозернистой смеси (остаточная пористость 3-5%). При тяжёлых нагрузках и интенсивном движении транспорта покрытия устраивают 3-4-слойными общей толщиной 12-15 см. АСФАЛЬТИРОВАНИЕ начинается с очистки основания от пыли и грязи механич. дорожными щётками и поливомоечными машинами, исправления неровностей основания, обработки его поверхности жидким битумом или битумной эмульсией. Асфальтобетонная смесь приготовляется в асфальтобетоно-смесителях на стационарных или полустационарных заводах (установках), доставляется на место автомобилями-самосвалами и загружается в приёмный бункер асфалътобетоноукладчика, к-рый укладывает, разравнивает и предварительно уплотняет смесь. Окончат. уплотнение осуществляется катками дорожными. .


КОММУНАЛЬНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО, отрасль строительства, занятая сооружением объектов, связанных с обслуживанием жителей городов, посёлков городского типа, районных сельских центров и населённых пунктов сельской местности. В числе этих объектов: системы водоснабжения и канализации с очистными сооружениями и сетями; сооружения городского электрического транспорта с путевым, энергетическим хозяйством, депо и ремонтными предприятиями; сети газоснабжения и теплоснабжения с распределительными пунктами, районными и квартальными котельными; электрические сети и устройства напряжением ниже 35 кв; гостиницы; городские гидротехнические сооружения; объекты внешнего благоустройства населённых мест, озеленения, дороги, мосты, путепроводы, ливнестоки; предприятия санитарной очистки, мусороперерабатывающие и др. Планомерное развитие КОММУНАЛЬНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА в СССР началось ещё в 1-й пятилетке и осуществлялось нарастающими темпами до начала Великой Отечеств, войны 1941-45. В годы 4-й пятилетки (1946-50) проводились работы по восстановлению объектов коммунального назначения, разрушенных во время нем.-фаш. оккупации. В последующие годы КОММУНАЛЬНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО велось высокими темпами в связи с бурным развитием промышленности, культуры, увеличением численности городов и посёлков городского типа .
ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО, теория и практика планировки и застройки городов (см. Город). ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО определяют социальный строй, уровень развития производственных сил, науки и культуры, природно-климатичие условия и национальные особенности страны. ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО охватывает сложный комплекс социально-экономических, строительно-технических, архитектурно-художественных, а также санитарно-гигиенических проблем. Общим для ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО досоциалистических формаций является большее или меньшее влияние на него частной собственности на землю и недвижимое имущество..
ЗЕЛЁНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО, составная часть современного градостроительства. Городские парки, сады, скверы, бульвары, загородные парки (лесопарки, лугопарки, гидропарки, исторические, этнографические, мемориальные), национальные парки, народные парки, тесно связанные с планировочной структурой города, являются необходимым элементом общегородского ландшафта. Они способствуют образованию благоприятной в санитарно-гигиеническом отношении среды, частично определяют функциональную организацию городских территорий, служат местами массового отдыха трудящихся и содействуют художественной выразительности архитектурых ансамблей. При разработке проектов садов и парков учитывают динамику роста деревьев, состояние и расцветку их крон в зависимости от времени года.

Главная страница
Поиск по сайту
Оглавление страниц

Объяснение слов: словарь, справочник, информация. Строительство, экономика, промышленность - все сферы жизни: от А до Г, от Г до П и от П до Я

ие сельскохозяйственных животных, 9 изд., М., 1957; Кисловский Д. А., Избр. соч., М., 1965; Иванов М. Ф., Полн. собр. соч., т. 1 - 7, М., 1963-65; Дмитроченко А. П., Пшеничный П. Д., Кормление сельскохозяйственных животных, Л., 1964; Борисенко Е, Я., Разведение сельскохозяйственных животных, 4 изд., М., 1967.

Е. Я. Борисенко.



ЗООТОМИЯ (от зоо... и греч. tome- разрезание, рассечение), наука о форме и внутреннем строении животных, их органов, систем и организма в целом. Термин "3." в наст. время не употребляется. См. Анатомия, Сравнительная анатомия животных.

ЗООФАГИ (от зоо... и греч. phagos - пожиратель), животные, пищей к-рых служат др. животные. Наряду с 3. различают фитофагов (питающихся растительной пищей) и потребителей мёртвого органич. вещества (детритоядные животные, некрофаги - трупоеды, копрофаги), а также эврифагов.

ЗООХЛОРЕЛЛЫ (Zoochlorella), общее название разных, б. ч. одноклеточных, зелёных водорослей (преим. из родов хлорелла, картерия, плеврокок), обитающих в теле различных беспозвоночных животных (инфузорий, губок, кишечнополостных и др.). 3. находятся в симбиотических взаимоотношениях с животными: последние потребляют углеводы, вырабатываемые 3. в процессе фотосинтеза; 3. в свою очередь используют азотистые вещества животного и выделяемую им двуокись углерода.



ЗООХОРИЯ (от зоо... и греч. choreo - иду вперёд, распространяюсь), распространение плодов и семян животными. Различают эпизоохорию- перенос плодов или семян на наружных покровах, эндозоохорию - перенос животными в пищеварит. тракте, синзоохорию - распространение при заготовках животными плодов или семян впрок. В соответствии с этим растения делят на эпи-, эндо- и синзоохоры. У эпизоохоров на плодах или семенах имеются зацепки (крючочки, шипики), слизь или клейкие вещества (напр., у череды, липучки, подорожника, омелы). У эндозоохоров сочные плоды или семена, имеющие мясистые выросты (ариллусы), поедаются животными и при прохождении через пищеварит. тракт не только не повреждаются, но иногда приобретают лучшую всхожесть (напр., у вишни, жимолости, граната, бересклета). К синзо-охорам относятся, напр., лесной орех, кедровые орехи, зерновка злаков. Частный случай синзоохории - мирмекохория - распространение плодов или семян муравьями. В. Н. Вехов.

ЗООЦЕНОЗ (от эоо... и греч. koinos - общий), совокупность животных, входящих в состав биоценоза. Так как 3. всегда отражает специфику биоценоза, при исследовании последнего нередко пользуются именно данными по 3. Закономерности, по к-рым слагаются 3., основаны на взаимосвязях животных не только друг с другом, но и с др. организмами (высшие растения, микроорганизмы и т. д.) и с неорганич. средой; поэтому термин "3." - условный и совр. экологами применяется редко.

ЗООЦИДЫ (от зоо... и лат. caedo - убиваю, уничтожаю), химические вещества для борьбы с вредными позвоночными животными, гл. обр. грызунами (родентициды) и птицами (авициды). 3. относятся к различным химич. группам. В большинстве случаев используют соединения, губительно действующие на животных при попадании в желудок (фосфид цинка, глифтор, крысид, зоокумарин, ратиндан и др.). 3. применяются преимущественно в виде отравленных приманок. Нерастворимые яды (фосфид цинка) закрепляют на зерне растительным маслом, а на корнеплодах и зеленых частях растений - водой. Для уничтожения грызунов - вредителей полей, садов и огородов, рекомендуются кормовые приманки, отравленные фосфидом цинка и глифтором. В борьбе с грызунами животноводч. помещений, пищевых складов, в стогах эффективны зоокумарин, ратиндан и др. В животноводч. помещениях разработаны способы применения этих ядов без предварительного выведения из них животных. Из пищевых складов обязательно удаляют продукты. В жилых помещениях наиболее безопасны пищевые приманки, отравленные крысидом. В борьбе с птицами (напр., с чрезмерно размножившимися голубями, воробьями) используют препарат усыпляющего действия - альфахлоралозу. За рубежом (США) для защиты семян древесных пород от птиц при искусств. лесонасаждении применяется предпосевная обработка семян эндрином с тетраметилурамдисульфидом (ТМТД).

В СССР ежегодно при борьбе с полевыми грызунами обрабатывается 3. 15- 18 млн. га. Сильные яды представляют опасность для людей и полезных животных, поэтому необходимо строго соблюдать рекомендации, изложенные в инструкциях по хранению, применению, транспортировке 3., и правила по технике безопасности при работе с ними. Изыскиваются новые, более эффективные безопасные для полезных животных 3. Перспективно использование препаратов, вызывающих бесплодие вредных грызунов и птиц, сочетание в приманке ядовитых веществ с веществами, привлекающими вредителей (аттрактантами).

Лит.: Мельников Н. Н., Химия пестицидов, М. 1968, с. 494; Поляков И. Я., Вредные грызуны и борьба с ними, 2 изд., Л., 1968, с. 254; Fourth vertebrate pest conference. March 3, 4, 5., 1970. Proceedings, West Sacramento, 1970, p. 204.

И. Я. Поляков.


ИБИБИО, народ, обитающий на Ю
ИБИБИО, народ, обитающий на Ю.-В. Нигерии, между дельтой р. Нигер и нигерийско-камерунской границей; мелкие группы живут и в др. р-нах страны. Численность вместе с близкородств. народами (ананг, орон, андони, эфик, эккет, ква и др.) - св. 2 млн. чел. (1970, оценка). Язык И. - ибибио - относится к вост. бантоидной группе. Религия - культы сил природы, предков, часть исповедует христианство. Осн. занятия - земледелие (ямс, маниок, батат), сбор плодов масличной пальмы, па побережье - рыболовство. Распространено отходничество.

Лит.: Исмагилова Р. Н., Народы Нигерии, М.. 1963.



ИБИБИО, язык народа ибибио, живущего ла Ю.-В. Нигерии, принадлежит к кроссриверской подгруппе конго-кордофанской семьи языков (по Дж. Гринбергу) или к восточнобантоидным языкам (по другим классификациям). Число говорящих на И. св. 2 млн. чел. (1970, оценка). Основные диалекты: ибибио, эфик, акоянг (окойонг) и др. Имеются Двухфокусные смычные [Кр]. Есть фонологич. тона. Отношения, передаваемые и др. языках надежами и предлогами, в II. выражаются порядком слов, 2 предлогами, а также лексически - глаголами: "я пойду без тебя" - на диалекте эфик: nyeka nyunke fi ("пойду не хочу тебя"). Глагол оформлен префиксом лица я числа, субъекта, видовременные и модальные значения выражаются также префиксами и особыми личными местоимениями. Словообразование в основном префиксальное. С 19 в. существует яйт. язык (на базе диалекта эфик).

Лит.: Gо1die H.. Principles of Efik grammar, Edinburgh. 1868; Adams R.. English-Efiк and Efik-English dictionary, 2 еd.. Liverpool, 1943. Л. Б. Долгопольский.



ИБИКОН, передающая телевизионная трубка с усилением выходного сигнала посредством возбуждённой (наведённой) проводимости. Излучаемые под действием света фотокатодом И. электроны (фотоэлектроны) ускоряются электрич. полем и ударяются о поверхность мишени, состоящей из плёнки диэлектрика, к-рая покрыта (со стороны фотокатода) тонкой плёнкой алюминия. Плёнка алюминия прозрачна для электронов с большими скоростями. Электроны, проходя через плёнку диэлектрика, во много раз (в нек-рых веществах в 1000 и более раз) увеличивают его электропроводность, к-рая пропорциональна числу электронов. Это явление паз. возбуждённой (наведённой) проводимостью. С противоположной стороны вся плёнка диэлектрика заряжается электронным лучом, развёртывающим телевизионное изображение, до одинакового потенциала. Эти заряды вследствие наведённой проводимости в плёнке диэлектрика стекают на алюминиевую плёнку, соединённую с выходным электродом И. Сила тока зарядки, а следовательно, и выходной сигнал И. будут тем больше, чем больше поток фотоэлектронов, попадающих с фотокатода в данную точку мишени. И. могут работать при низких уровнях освещённости и применяются в различной телевизионной аппаратуре.

П. В. Тимофеев.

ИБИНЬ, Сюйчжоу, город в Китае, в пров. Сычуань, на лев. берегу р. Янцзы, при впадении в неё р. Миньцзян. Речной порт и крупная ж.-д. станция. 212 тыс. жит. (1959, оценка). Металлургия, хим., машиностроит., бум., текст., кож., винодельческая и др. отрасли пищ. пром-сти.



ИБИСЫ (Ibididaе), семейство птиц отряда голенастых. Крупные и ср. величины птицы. Клюв длинный, изогнутый книзу (собственно ибисы) или прямой, уплощенный с расширением на вершине (колпицы). У нек-рых И. часть головы и шеи голые, кожа яркоокрашенная. Ноги длинные, пальцы у основания соединены короткой перепонкой. В сем. 20 родов, объединяющих 32 вида. Распространены И. в болотистых местностях тропич. и частью умеренного поясов. Гнездятся колониями на деревьях, в тростниках, реже на скалах. В кладке 2-3 яйца. Птенцы вылупляются беспомощными и долго остаются в гнезде. Пища - мелкая рыба, лягушки, моллюски, черви, насекомые. В СССР гнездятся коровника (Plegadis falcinellus) и колпица (Platalea leucorpdia). Залёт священного ибиса (Threskiornis aethiopica) отмечался в Закавказье и низовьях Волги; на юге Приморья ранее встречался красноногий ибис (Nipponia nippon), ныне он в СССР, видимо, не гнездится.

Лит.: Тугарннов А. Я., Веслоногие аистообразные., фламинго, в кн.:Фауна СССР. Птицы, т. 1. в. 3, № 33, М. -Л.. 1947; Птицы Советского Союза, под ред. Г. П. Дементьева и Н. А. Гладкова, т. 2, М., 1951.

ИБЛИС, название дьявола в исламе.

ИБЛЬ (Ybl) Миклош (6.4.1814, Секешфехервар,- 22.1.1891, Будапешт), венгерский архитектор. Учился в Политехиич. ин-те в Вене (1831) и в АХ в Мюнхене (нач. 1840-х гг.). Работы: дворец Каройи (1863), таможня (1870-74), Оперный театр (1875-84), базилика (1867-91), зап. крыло королевского дворца (1880- 1891) - все в Будапеште; церковь, дом священника и школа в Фоте (1845-55). Парадные постройки И. в духе неоренессанса и необарокко во многом определили облик центра венг. столицы.

Лит.: Ybl E.. Ybl Miklos, Bdpst, 1956.


ИБН (араб.- сын), в собственном имени ставится перед именем отца для обозначения отчества у пародов, пользующихся араб. языком.



ИБН АБД РАББИХИ Лбу Омар Ахмед ибн Мухаммед (28.11.860, Кордова,- 1.3.940, там же), испано-арабский поэт и историк. Панегирист династии Мерванидов. Получил традиц. мусульм. образование. Сохранились лишь немногие из его стихов, собранные в "Уникальной книге о поэтах-современниках" ас-Саалиби. В этих стихах любовная лирика перемежается с аскетич. мотивами. Известна его прозаич. антология "Редкостное ожерелье", состоящая из 25 глав ("драгоценностей"). В ней содержатся сведения по истории и литературе Хачифата 7-8 вв.

Соч.: аль-Икд аль-фарид, Булак, 1293 с. г. х. (1876), Каир, 1953.

Лит.: Крачковский И. Ю Собр соч., т. 2, М. -Л., 1956; аль-Фахури X., История арабской литературы, т. 2. М., 1961; Jabbur J. S., Umar Ibn Abi Rabi'ah His age, life and works, v. 1 - 2 Beirut 1933-35.



ИБН АЛЬ-АРАБИ Абу Бекр Мухаммед (прозвище: Шейх аль-Акбар - "Величайший шейх") (7.8.1165, Мурсия, Испания,- 16.11. 1240, Дамаск), средневековый арабский мыслитель и поэт-суфий. Род. и получил образование в Андалусии, с раннего возраста был близок суфийским кругам (крупнейший ср. век. араб. философ Ибн Pушд был другом его отца). Начиная с 1202 путешествовал по странам мусульм. Востока, жил во ми. городах Ирака, Сирии и Малой Азии, в 1230-х гг.- в Дамаске. И. а.-А. принадлежит большое число филос. и поэтич. работ, развивавших идеи суфизма, в особенности учение о едином начале бытия и о познании через внутр. озарение. Наиболее известные соч.- "Мекканские откровения" ("аль-Футухат аль-Маккийя"), "Геммы мудрости" ("Фусус аль-хикам") и стихотворный "Толкователь любовных страстей" ("Тарджуман аль-ашвак"). Черная материал из мп. неисламских филос. и космологии, систем, И. а.-А. весьма вольно толковал догмы Корана, поэтому неоднократно обвинялся в ересц. Влияние И. а.-А. испытали почти все последующие представители суфизма.

Соч.: Фусус аль-хикам, критич. изд. Л. Аффифи. Каир, 1948, франц. пор.- Т. Burckhardt, La sagesse des prophet", P., 1955.

Лит.: Крачковский И. Ю., Избр. соч., т. 1-6, М.-Л., 1955-60 (см. указат. имён); Asin Ра1асiоs М., El islam cristianizado. Madrid, 1931; Affifi A. E., The mystical philosophy of Muhyiddin Ibnu'l Arabi. Camb.. 1939; Peres H., La poesie andalouse en arabе classique, 2 ed.. P., 1953: Соrbin H.. L'imagination crcatrice dans le soufismе d'lbn Arabi, P., 1958; Оsman Jahуa, Histoire et la classification de 1'oeuvre d'lbn Arabi, v. 1-2, Damas, 1У64.

X. К. Удам.



ИБН АЛЬ-АСИР Изз-ад-дин Абу-ль-Хасан Али (12.5.1160, Джезират-ибн-Омар,-1233 или 1234, Мосул), арабский историк. Гл. труд - "Совершенный в истории", или "Полная история" в 12 томах. Часть труда (до 922-923)- переработанное изложение "Истории" Табари, по с привлечением дополнит. источников, другая же (до 1231) - самостоят. произведение. Им написаны также биографич. словарь сподвижников Мухаммеда и соч. по истории правителей (атабеков) Мосула. Отрывки соч. И. а.-А. в рус. пер. имеются в трудах Н. А. Медникова и А. Е. Крымского.

Соч.: Chronicon quod perfcetissimilm inscribitur..., "I. С. J. Tornberg, v. 1-14, Leiden. 1851 - 76.



ИБН АЛЬ-КУТИЙЯ Абу Бекр Мухаммед ибн Омар (ум. 6.11.977, Кордова), арабо-испанский историк. Его труд, написанный на араб. яз., "История завоевания Андалусии"-важный источник по истории пародов Пиренейского п-ова в 8-10 вв.

Соч.: Histoire de la сonquete de 1'Andalousie, ed. par 0. Houdas, P., 1889; Historia de laconquista de Espana de Abenalcotaiba, trad. de J. Ribera, Madrid, 1926.

Лит.: Ibn al-Kutiyya, в кн.: Encyclopediе de l'Islam, t. 3, Leiden- P., 1968.


ИБН АЛЬ-МУКАФФА Абу Мухаммед Абдаллах (перс. имя до принятия ислама - Розоех ибн Дадое) (720?-759, Басра), арабский писатель и переводчик. Перс по происхождению. Жил в Басре, служил секретарём при правителях. Был казнён как противник араб. господства в Иране и еретик (зиндик). Автор дидактич. соч. "Единственная жемчужина", "Наставления для малых дел" и "Наставления для больших дел". Перевёл со среднеперс. яз. на араб. яз. сб. назидательных басен "Калила и Димна" и "Книгу царей"-один из источников "Шахнаме" Фирдоуси.

Соч. в рус. пер.: Калила и Димна, пер. с араб. И. Ю. Крачковского и И. П. Кузьмина. Предисл. Е. Э. Бертельса, М., 1957.

Лит.: аль-Фахури X., История арабской литературы, т. 1- 2, М., 1959-61; Эструп И., Исследование о 1001 ночи, ее составе, возникновении и развитии, пер. с дат., М., 1904.



ИБН АЛЬ-МУТАЗЗ Абдаллах Абу-ль-Аббас (1.11. 861, Багдад, -19.12.908, там же), арабский поэт и филолог. Сын халифа аббасидской династии аль-Мутазза. Примыкал к т. н. новому направлению придворной поэзии. Написал стихотворную хронику халифа аль-Мутадида (892-902). Составил неск. антологий, относящихся к лит-ре адаба, большую антологию "новых" поэтов, сборник афоризмов, антологию вакхической поэзии, книгу о лит. плагиатах и др. Его соч. по поэтике ("Книга о новом") положило начало целой науке на Бл. Востоке.

Соч.: Китаб аль-бади (текст, перевод, исследование), в кн.: Крачковский И.Ю , Избр. соч., т. 6, М. -Л., 1960; Диван, I-IV, Стамбул, 1940-50.

Лит.: аль-Ахль Абд аль-Азиз, Абдаллах ибн аль-Мутазз, Бейрут, 1951; Loth О., tJber Leben und Werke des Abdallah ibn ul Mu'tazz, Lpz., 1882.

А. А. Долинина.



ИБН АЛЬ-ФАРИД Абу Хафс Омар ибн Али ас-Сади (1182, Каир,- 1235, там же), арабский поэт-суфий. Его небольшой диван - один из популярнейших сборников араб. поэзии. Наиболее известны произв.: "Винная песня" и "Большая таийя" -касыда, состоящая из 760 бейтов, в к-рой выявился суфий-ский пафос поэта. Постоянно воспевал любовь, отсюда его прозвище - "султан аль-'ашикин" ("царь влюблённых"). И. а.-Ф. ради благозвучия стиха пренебрегал грамматикой. Его стихи иногда тяжеловесны и запутанны.

Соч.: Диван, Дамаск, 1840; Das arabische hohe Lied der Liebe, das ist Ibn al Faridh's Tai'jet in Text und Ubers., hrsg. von J. Hammer-Purgstall, W., 1854.

Лит.: аль-Фахури Х., История арабской литературы, т. 2, М., 1961.



ИБН АЛЬ-ХАЙСАМ, Альгазен (965, Басра,- ок. 1039), арабский учёный, работал в Каире. Посвятил анализу "Начал" Евклида два трактата, где рассмотрены определения, аксиомы и постулаты, теория параллельных. Ему принадлежат работы в области физики (наиболее полное изложение оптики того времени), медицины (данные о строении глаза, приближающиеся к современным) и философии.

Лит.: Историко-математические исследования, в. 11, М., 1958, с. 733-82; Розенбергер Ф., История физики, пер. с нем., 2 изд., ч. 1-2, М.-Л., 1937.



ИБН АЛЬ-ХАТИБ Мухаммед Лисанаддин (1313-1374), арабо-исп. учёный, поэт, историк, гос. деятель. Род. в семье, близкой к эмирам Гранады. Занимал высокие адм. посты при правителях Гранады и Феса. Автор ок. 60 трудов по истории, географии, философии, медицине, лит-ре. Соч. "Повествование по истории Гранады" и "Книга деяний выдающихся людей" - важный источник по истории мусульм. Испании. И. а.-Х.- мастер изысканных лит. соч. в рифмованной прозе и стихах; его наз. иногда "последним поэтом Гранады".

Соч.: Аль-Ихата фи тарих Гарната, т. 1-2, Каир, 1959; Китаб аль-амаль аль-а'лам. [Отрывки], в кн.: Collection des textes arabes publiee par 1'Institut des hautes etudes marocaines, v. 3, Rabat, 1934.

ИБН АР-РУМИ Абу-ль-Хасан Али ибн аль-Аббас ибн Джурайдж (21.6.836, Багдад,-14.6.896, там же), арабский писатель. Сохранились талантливые прозаич. послания, но центр. место в его наследии занимает диван, включающий стихи разных жанров: панегирики, сатиры, элегии, любовную лирику. Талант И. а.-Р. особенно проявился в сатирич. стихах, эпиграммах, за к-рые поэт подвергался преследованиям со стороны знати. Лирич. стихи отмечены фривольностью. Произв. И. а.-Р. отличаются богатством и отточенностью языка, несмотря на то, что он мало заботился о традиц. смысловой самостоятельности отд. бейта.

Соч.: Диван, Каир, 1917.

Лит.: аль -Фахури X., История арабской литературы, т. 2, М., 1961,



ИБН АСАКИР Али ибн аль-Хасан (1105, Дамаск,- 25.1.1176, там же), арабский историк. Написал "Историю Дамаска" в 80 тт., к-рая содержит гл. обр. биографии выдающихся людей, связанных с Дамаском, а также мн. ценные сведения по истории этого города и Сирии в целом. В Дамаске изданы первые два тома этого соч. ("ат-Тарих аль-Кабир", 1911 и 1954).



ИБН БАДЖА Абу Бекр Мухаммед [латинизированное - Авемпас или Авенпаце (Avempace, Avenpace)] (ок. 1070, Сарагоса,- 1139, Фее, Марокко), арабский философ, первый крупный представитель вост. аристотелизма в мусульм. Испании. Жил в Андалусии и Марокко, занимал гос. посты; по обвинению в ереси был заточён в тюрьму, а затем отравлен. Помимо комментариев к работам Аристотеля, написал трактаты по философии, физике, математике, астрологии, музыке и медицине. Большинство этих трактатов до нас не дошло; сохранившаяся их часть (иногда в отрывках) известна гл. обр. в др.-евр. и лат. переводах. Соч. И. Б. способствовали развитию арабо-исп. рационализма (Ибн Рушд, Ибн Туфайль) и распространению аристотелизма в зап.-европ. ср.-век. философии (Альберт Великий, Фома Аквинский).

Соч. в рус. пер.: Книга о душе, в сб.: Избр. произв. мыслителей стран Ближнего и Среднего Востока IX-XIV вв., М., 1961.

Лит.: Григорян С. Н., Средневековая философия народов Ближнего и Среднего Востока, М., 1966; Farrukh О. A.. Ibn Bajja (Avempace) and the philosophy in the Moslem West, Beirut, 1945. А. В. Сагадеев.



ИБН БАДРУН Абу Марван Абд аль-Малик (г. рожд. неизв.-ум. 1211), арабский поэт и историк. Род. в Силвише (Португалия). Жил в Севилье при дворе Абу Якуба Юсу фа Альмохада (1163-84). Сохранился его комментарий к касыде Ибн Абдуна (ум. 1134) в прозе и стихах "Чашечка цветка и раковина жемчужины". В нём цитируются историч. источники, в большинстве утраченные. Комментарий в подробностях рисует картину быта и нравов эпохи. Многократно цитировался позднейшими араб. авторами.

Соч.: Commentaire historique sur le poeme d'lbn-Abdoun, ed. par Ibn Badroun, public par R. P. A. Dozy, Leyde, 1846.

Лит.: Pons Boigues F., Ensayo bio-bibliografice sobre los historiadores у geografos arabigoespanoles, Madrid, 1898, p. 260-62.



ИБН БАТТУТА Абу Абдаллах Мухаммед ибн Абдаллах аль-Лавати ат-Ганджи (24.2.1304, Танжер, -1377, Фес), арабский путешественник, странствующий купец. В 1325, отправившись из Марокко в хаджж (паломничество), побывал в Египте, Аравии, затем Иране, Месопотамии, Сирии, М. Азии, Крыму н юж. областях России, дойдя до Волги; через Ср. Азию и Афганистан прибыл в Индию и жил там неск. лет, затем посетил Индонезию и Китай. В 1349 возвратился в Марокко. Между 1349 и 1352 ездил в мусульм. Испанию. В 1352-53 путешествовал по Зап. и Центр. Судану. Описание путешествий И. Б.- ценный историч. источник. Интересны заметки И. Б. о его пребывании в Золотой Орде (в частности, в Крыму и при дворе хана Узбека), изобилующие сведениями экономич., этнографич. и культурно-бытового характера. И. Б. подробно описал Константинополь, в к-ром побывал, сопровождая жену Узбека - греч. царевну. И. Б. обстоятельно рассказал о положении Ирана при Хулагуидах, о своём пребывании в Индии, где он занимал пост судьи при дворе делийского султана Мухаммеда Туглака. И. Б. первый сообщил подробные сведения о гос-ве Мали и о прилегающих к нему областях.

Соч.: Voyages d'lbn Batoutah. Texte arabe accompagne d'une traduction par C. Defremery et B. R. Sanguinetti, v. 1 - 4, P., 1853 - 58; The travels of Ibn Battuta A. D. 1325-1354, ed. by H. A. R. Gibb, v. 1 - 2, Camb.. 1958 - 62.

Лит.: Тизенгаузен В. Г., Сборник материалов, относящихся к истории Золотой Орды, М. -Л., 1941; Крачковский И. Ю., Избр. соч., т. 4, М. -Л.. 1957, с. 416-30; Die Reise des Arabers Ibn Batflta durch Indien und China (14. Jahrhundert), Hamb., 1911. Л. Е. Куббель.



ИБН ГЕБИРОЛЬ Соломон бен Иегуда [араб. Абу Айюб Сулейман ибн Яхья ибн Джебироль, латинизированное - Авицеброн (Avicebron, Avencebrol, Avicebrol)] (ок. 1021, Малага, - 1055 или 1070, Валенсия), еврейский поэт и философ. Его поэтич. творчество на др.-евр. яз. (иврите) сыграло важную роль в общем обновлении евр. поэзии в араб. Испании 10-11 вв. Произв. И. Г. относятся к различным лирич. жанрам; важнейшее - мистич. поэма "Венец царствия". Филос. трактат "Источиик жизни" был написан на араб, языке; оригинал не сохранился (лат. пер. "Fons vitae", ed. С. Baumker, fasc. 1-3, 1892-95). И. Г. тяготел к неоплатонич. пантеизму, но, в отличие от неоплатоников, придавал гораздо большее значение материи, к-рую рассматривал как субстанцию не только телесного, но и духовного. Заимствованное из антич. филос. традиции противоположение материи и формы доводится И. Г. вплоть до уровня бога, причём если форма интерпретируется как творение воли бога (И. Г. принадлежит весьма яркое учение о природе воли), то материя оказывается непосредств. истечением сущности бога и потому божественнее, чем форма. Это сближение бога и материи у II. Г. было воспринято впоследствии Дж. Бруно. Трактат И. Г. не получил резонанса в eвp. и исламском мире и продолжал жить лишь в христ. схоластич. традиции как соч. загадочного араба или христианина Авицеброна; лишь в 19 в. было доказано тождество этого философа с евр. поэтом И. Г. с. С. Аверинцев.


ИБН ДАСТА. арабоязычный учёный-энциклопедист 2-й пол. 9 - нач. 10 вв.; см. Ион Руста.



ИБН ДАУД Авраам Галеви, рабби (известен также под именем Равад - рабби Авраам бен Дауд) (р. ок. 1100, Толедо.- ум. ок. 1180, Кордова), еврейский философ и теолог; сторонник аристотелизма, последователь философов Фараби и Ибн Сины. Выступал против неоплатонизма ср.-век. евр. философа Ибн Гебироля. Осн. соч. И. Д. "Возвышенное убеждение" (1168), написанное по-арабски, сохранилось лишь в двух переводах на иврит. Синтезируя представления раввинистич. иудаистской теологии с идеями Аристотеля, II. Д., очевидно, первым в евр. философии утверждал, что бог есть лишь первопричина бытия. Свобода воли - способ реализации одной из возможностей действия, к-рые оставлены богом неопределёнными, чтобы человек мог проявить свою энергию. Дар пророчества - высший этап развития человеческого интеллекта. Учение И. Д. оказало определённое влияние на последующее развитие философии в ср. века.

Лит.: Guttmann J., Die Religions-philosophie des Abraham ibn Daud aus Toledo, Gott.. 1879: Husik 1.. A history of mediaeval Jewish philosophy, N. Y., 1958.



ИБН ДЖУБАЙР Мухаммед ибн Ахмед ибн Джубайр аль-Кинани (1145, Валенсия,- 29.11.1217, Александрия), арабоиспанский путешественник и писатель. Служил при дворе наместника Альмохадов в Гранаде. Совершил три путешествия па Восток (1183-85, 1189-91, 1204). Путевой дневник первого из них (1183-85) "Путешествие кинапита" - важный источник по истории Египта, Аравии, Ирака, Сирии, Сицилии, а также по истории материальной культуры этих стран. Известны стихотворения И. Д., в частности касыда, посв. Салах-ад-дину.

Соч.: The travels of Ibn Jubayr, ed. W. Wright. 2 ed. revised de M.J.Goeje. Leyden - L., 1907 (Gibb memorial series); Voyages, trad, er annotes par M. Gaudefroy-Demombynes. pt. 1 - 4, P., 1949 - 65.

Лит.: Кpачковский И. Ю.. Избр. соч.. т. 4. M. - Л., 1957, с. 304-307; Заняда М., Рнхлят Ибн Джубайр ва Ибн Баттута (Путешествие Ибн Джубайра и Ибн Баттугы). Каир, 1939.



ИБН ЗАЙДУН Абу-ль-Валид Ахмед ибн Абдаллах аль-Махзуми (1003, Кордова,- 1071, Севилья), испано-арабский поэт. Получил традиц. мусульм. образование. Его диван - один из немногих сборников испано-арабской поэзии, дошедших до наших дней. В нём содержатся панегирич., элегич. и лирич. стихи, лучшие из к-рых написаны в период невзгод и скитаний. Прославился также как блестящий стилист-прозаик, часто прибегавший к рифмованной прозе и гиперболам. В своём творчестве И. 3. оставался верен традициям араб. лит-ры вост. областей Халифата, хотя и испытал нек-рое влияние араб. андалусской поэзии (см. Арабская культура, раздел Литература).

Соч.: Диван, Каир, 1932.

Лит.: Крачковский И. Ю., Избр. соч., т. 2. М -Л., 1956; аль - Фахури X., История арабской литературы, т. 2, М., 1961; Соur A., Un poete arabe d'Andalousie, Ibn Zaitloun, Constantine, 1920.


ИБН ЗАФАР Мухаммед ибн Абу Мухаммед ас-Сакали (г. рожд. неизв., Мекка,- 1169 или 1172, Хама), арабский писатель и филолог. Жил в Сев. Африке, на о. Сицилия и в г. Халеб. Гл. произв.- дидактич. антология в прозе "Утешения властителя при вражде подчинённых". Известна в двух авторских редакциях 1150 и 1159. И. 3. впервые в араб. лит-ре обращается к форме рассказа о реальных истории, событиях, но с вымышленными персонажами.

Лит.: Amari M., Conforti politici di Ibn Zafar. Firenze, 1851; Вrосke1mann C., Geschichte der arabischen Literatur, Bd 1, Weimar, 1898.



ИБН ИСХАК Абу Абдаллах Мухаммед (704, Медина,- 767 или 768, Багдад), арабский историк, автор наиболее ранней из биографий Мухаммеда, дошедшей до нас в обработке Ибн Хишама (ум. в 833 или 834) под назв. "Книга жития посланника аллаха". Несмотря на наличие в ней многих легенд и вымышленных поэтич. цитат, остаётся цепным источником но истории раннего ислама.

Соч.: Das Leben Muhammeds. nach Muhammed Ibn Ishak, Bd 1 - 2, Gott., 1858-60 (араб. текст); то же, пер. с араб., Stuttg.,1864.


ИБН КУЗМАН, Ибн Козман (ок. 1080 - 1160, Кордова), испано-арабский поэт. Вёл жизнь бродячего певца. Создал новый вид строфич. поэзии - заджал (мелодия). Собранные в его диване стихи написаны на разговорном диалекте, насыщенном романскими элементами. И. К. принадлежит видное место в араб. лит-ре. Он оказал воздействие па раннюю провансальскую лирику, поэзию вагантов, а через них - и на европ. поэзию.

Лит.: Крачковский И. Ю., Избр. соч.. т. 2, М. - Л., 1956; Brockelmann С., Geschichte der arabischen Literatur, Bd 1, Weimar, 1898, S. 272 - 73; Pеres H., La poesie andalouse en arabe classique au XI siecle, 2 ed., P., 1953.


ИБН КУРРА, Сабит ибн Курра (ок. 830, Харран,- 901), багдадский математик. Перевёл "Начала" Евклида, написал к ним пояснения, в частности к кн. 5-й, и спец. комментарий к теории параллельных. Познакомил араб. учёных с соч. Архимеда о правильном семиугольнике.

Лит.: Юшкович А. П., История математики в средние века, М., 1961.


ИБН КУТАЙБА Абу Мухаммед Абдаллах ибп Муслим (828, Багдад,- ок. 889, там же), арабский филолог, историк и писатель. Его предки происходили из г. Мерв (совр. Мары в Туркм. ССР). Основатель багдадской школы араб. филологии. Занимался собиранием, систематизацией и критич. изучением памятников древней лит-ры. Важнейшие соч.: "Источники известий" (10 книг) - одна из самых ранних в араб. лит-ре обширная прозаич. антология историко-лит. и дидактич. содержания; "Зерцало писца" и "Книга поэзии и поэтов" - библиографич. словарь, включающий произв. араб. поэтов 6-9 вв.

Лит.: Крачковский И. Ю., Избр. соч.. т. 2, М. -Л., 1956; Rosen V., Zur arabischen Literaturgeschichte der alteren Zeit, 1. Ibn Quteiba: Kitab Ujun al-akhbar, "Bulletin cle I'Academie Imp. des sciences de St.-Petersbourg" 1881, t. 27, № 1.


ИБН МАДЖИД Ахмед, арабский лоцман и теоретик мореплавания. Из семьи навигаторов. Жил во 2-й пол. 15 в.; в 1498 вёл корабли Васко да Гамы от вост. побережья Африки до Калькутты. Написал ок. 40 работ (б. ч. в стихах), представляющих собой обстоят. свод теории и практики мор. дела арабов, осн. на богатом практич. опыте и материалах предшественников. В них описаны маршруты, к-рыми водили суда араб. мореплаватели от Занзибара и Мадагаскара до Тайваня и отдалённых о-вов Индонезии. Опыт И. М. и др. араб. мореходов во многом помог развитию европ. судоходства в Индийском ок.

Лит.: Крачковский И. Ю., Арабская географическая литература, Избр. соч., т. 4, М.-Л., 1957; Шумовский Т. А., Три неизвестные лоции Ахмада Ибн Маджида..., М.-Л., 1957; его же, Арабы и море, М., 1964.



ИБН МИСКАВАЙХ, Ибн Мискавейх, Абу Али Ахмед ибн Мухаммед (г. рожд. неизв.- ум. 1030), арабоязычный историк и философ. Автор "Книги опытов народов" - первого после соч. Табари значит. труда по всеобщей истории. В ней особенно важны разделы о политич. истории Халифата 10 в. Составил трактаты по философии и этике.

Соч.: The Tajarib al-umam or history of Ibn Miskwayh..., ed. by L. Caetani, v. 1-5, 6, Leyden-L., 1909-17.

Лит.: Шмидт А. Э., Рукопись З тома Всемирной истории Ибн-Мискавейха, в кн.: Труды государственной публичной библиотеки Узбекской ССР, т. 1, Таш.. 1936, с. 118-33; Шустер Б. Я., Шестой том Всемирной истории Ибн Маскавейха как источник по социальным отношениям в позднем халифате, "Краткие сообщения Ин-та народов Азии". 1961, т. 47; Arkoun M., Contribution a 1'etude de 1'humanisme arabe au IVe-Xe siecle: Miskawayh (320/325-421) - (932/936- 1030) philosophe et historien, P.,1970 (библ.).


ИБН НУБАТА Джемаль-ад-дин Абу Бекр аль-Кураши аль-Миери (апр. 1287- окт.1366,Каир), арабский поэт. Придворный поэт егип. султана Насира Насир-ад-Дина Хасана (правил 1347-51 и 1354-61). Сохранился диван поэта, содержащий панегирич. и лирич. стихи. В кн. "Погружение взора в разъяснения трактата Ибн Зайдуна" описал жизнь и творчество крупнейших поэтов доисламского периода и первых лет ислама. Сохранился его трактат, посвящённый эпистолярному стилю. Увлечение И. Н. игрой слов, формальной техникой стиха, где он считался непревзойдённым, снижало художеств. достоинства его поэзии.

Соч.: Диван, Каир, 1905.

Лит.: аль - Фахури X., История арабской литературы, т. 2, М., 1961.


ИБН РУСТА, Ибн Даста Абу Али Ахмед ибн Омар, арабоязычный учёный-энциклопедист 2-й пол. 9 - нач. 10 вв. По происхождению перс. Автор "Книги драгоценных ожерелий". До нас дошёл лишь 7-й том, содержащий ценные сведения о народах Бл. и Ср. Востока и Вост. Европы.

Соч.: Kitab al-A'lak an-nafisa VII, autore Abu Ali Ahmed ibn Omar ibn Rosteh, ed. M. J. de Goeje, Lugduni Batavorum. 1892 (Bibliotheca Geographorum Arabicorum, pars. 7).

Лит.: Крачковский И. Ю.. Избр. соч.. т. 4, М.-Л., 1957 (см. по указателю); Заходер Б. Н., Каспийский свод сведений о Восточной Европе, т. 1 - 2, М., 1962 - 67.



ИБН РУШД, Ибн Рошд Абу-ль-Валид Мухаммед ибп Ахмед (латинизированное - Аверроэс) (1126, Кордова,- 1198, Марракеш, Марокко), арабский философ и врач, последний извидных представителей вост. аристотелизма. Жил в Андалусии и Марокко, занимал должности судьи и придворного врача, незадолго до смерти подвергался гонениям как еретик. Большинство филос. соч. И. Р. представляет собой комментарий к трудам Аристотеля; получил почётное прозвище Комментатора. В трактате "Опровержение опровержения" И. Р. отверг нападки Газали и др. теологов на философию, отстаивая права разума в познании. Высказанное им разграничение т. н. рациональной религии (доступной немногим образованным) и образно-аллегорич. религии (доступной всем) явилось в дальнейшем одним из источников теории двойственной истины. Утверждая вечность мира и безначальность первоматерии, он понимал сотворённость мира богом в том смысле, что бог, "совечный" миру, превращает в действительность потенциальные формы первоматерии. Абстрактный мировой разум, нус в аристотелевском его понимании, рассматривается И. Р. как единая безличная субстанция, общая для всех людей и воздействующая на отд. души извне. В соответствии с этим он отрицал бессмертие индивидуальной души. Эти рационалистич. и материалистич. тенденции аристотелизма И. Р. оказали большое влияние на дальнейшее развитие ср.-век. философии (см. Аверроизм). Обществ. идеалы И. Р. основывались на "Государстве" Платона.

И. Р.-автор энциклопедич мед. труда Китаб аль-коллият (общее руководство по медицине) в 7 кн. (в европ. лит-ре известно под названием "Colliget"), содержащего клинич. наблюдения И. Р. и др. врачей.

Соч.: Избр. произв. мыслителей стран Ближнего и Среднего Востока 9 - 14 вв., М., 1961, с. 397-554; Averroes'Tahafut al-Tahafut, v. 1 - 2, L., 1954; Averroes' Commentary on Plato's Republic, Camb., 1956.

Лит.: Peнан Э.. Аверроэс и аверроизм. пер. с франц., К., 1903; Лей Г., Очерк истории средневекового материализма, пер. с нем., М., 1962, с. 143-206; Gauthier L.. Ibn Rochd (Averroes), P., 1948; Соrbin H., Histoire de la philosophic islamique, v. 1. P., 1964. А. В. Сагадеев.


ИБН САУД Абд аль-Азиз (24.11.1880, Эр-Рияд,-9.11.1953, Таиф), король Саудовской Аравии с 1932, из династии Саудидов; религ. глава ваххабитов. В 1902-27 эмир Неджда. Стремясь создать централизованное феод.-абсолютистское гос-во, вёл войны с соседними княжествами Аравийского п-ова. Война с Хиджазом (1924-25) завершилась завоеванием последнего. В 1927 И. С. был провозглашён королём Хиджаза, Неджда и присоединённых областей (с 1932- Саудовская Аравия).



ИБН СИНА, Абу Али Хусейн ибн Аб-даллах (латинизированное -Авиценна) (980, с. Афшана, близ Бухары,- 18.6.1037, Хамадан), учёный, философ, врач, представитель вост. аристотелизма. Жил в Ср. Азии и Иране, занимал должности врача и везира при различных правителях. Гл. филос. труды - "Книга исцеления" (в сокращённом изложении - "Книга спасения"), "Книга указаний и наставлений","Книга знания" (на языке фарси).

Философия И. С. продолжает традиции вост. аристотелизма в области метафизики, гносеологии и логики, отчасти - онтологич. концепции неоплатонизма. И. С. отрицает сотворённость мира во времени, объясняя его как вневременную эманацию бога -"первой причины" (ср. "Единое" Плотина), из к-рого в иерархич. порядке истекают разумы, души и тела небесных сфер. Т. о., "универсальный разум" и "мировая душа" неоплатонизма дробятся у него на отд. разумы и души согласно аристотелевской космоло-гич. схеме. Один бог, по И. С., обладает абс. существованием, всё же остальное само по себе только возможно, а действительно лишь благодаря богу. Однако природа, истекшая от бога через иерархию эманации, в дальнейшем развивается по принципу самодвижения, будучи вместе с тем замкнутой во времени и пространстве. В социальном учении И. С. примечательна мысль о дозволительности вооружённого восстания против несправедливого правления.

Мусульм. богословы (в частности, Газали) обвиняли И. С. в ереси и атеизме, тогда как Ибн Рушд критиковал его с позиций более последовательного натурализма. Филос. и естеств.-науч. трактаты И. С. пользовались большой популярностью на Востоке и на Западе в течение ряда столетий. А. В. Сагадеев. Сохранились немногочисл. стихи И. С. на араб. яз. и на фарси. Осн. тема его поэтич. творчества - вечность материи, проповедь просвещения и науки. Характерные черты стихов И. С.- афористичность, простота художеств.-изобразит. средств. Б. ч. его стихов на фарси написана в форме рубай. В своеобразных филос. повестях "Живой, сын Бодрствующего", "Послание о птице", "Саламан и Абсал" И. С. излагает свои идеи и взгляды в форме развёрнутой аллегории. Выступал и как теоретик лит-ры - в комментариях к "Поэтике" Аристотеля и в дошедшем до нас толковании стихов араб. поэта Ибн ар-Руми. Большую роль в становлении классич. фарси как лит. языка сыграли науч. соч. И. С., прежде всего "Даниш-наме". И. С. оказал влияние на классич. Иран. лит-ру, в меньшей мере - на араб., узб. и отчасти ср.-век. евр. лит-ры. С его повестью "Живой, сын Бодрствующего" нек-рые исследователи связывают сюжет "Божественной комедии" Данте. И. Я. Михайлов.В

ажнейшее мед. сочинение И. С. "Канон медицины" - мед. энциклопедия в 5 частях, получило мировую известность и многократно переводилось на мн. европ. языки. "Канон врачебной науки"- итог взглядов и опыта греч., рим., инд. и ср.-азиат. врачей, переиздавался на лат. языке ок. 30 раз и много веков был обязательным руководством в Европе и в странах Востока. В "Каноне" излагаются теоретич. основы медицины - взгляды автора на философию медицины, учение о т. н. соках (кровь, лимфа, жёлчь) и различных телосложениях, основы анатомии человека, рассматриваются причины болезней и здоровья, симптомы болезней, развивается учение о рациональном питании. И. С. выдвинул гипотезу о невидимых возбудителях "лихорадочных" (инфекционных) заболеваний, передающихся при посредстве воды и воздуха. Описанные И. С. клинич. картины болезней отличаются точностью и полнотой. "Канон" оказал громадное влияние на развитие медицины во всех странах мира.

Б. Д. Петров.

Соч.: Диван, Тегеран, 1957; в рус. пер.- Четверостишия, "Литературный Таджикистан", 1953, кн. 5; Канон врачебной науки, кн. 1-5, Таш., 1954-60; Данишнамэ, [Душанбе], 1957; Математические главы "Книги знания", Душанбе, 1967; О душе, в кн.: Избр. произв. мыслителей стран Ближнего и Среднего Востока. 9-14 в., М., 1961, с. 215-86.

Лит.: Ибн Сина. Материалы научной сессии АН УзССР, посвященной 1000-летнему юбилею Ибн Сины, Таш., 1953; Семенов А. А., Абу Али Ибн Сина (Авиценна), 2 изд.. [Душанбе], 1953; Тернопский В. Н., Ибн Сина (Авиценна), М., 1969 (библ. с. 183 - 89); Сorbin H., Avicenne et le recit visionnaire, v. 1, 2 ed., Teheran - P., 1954; Goishon A.-M., La philosophic d'Avicenne et son influence en Europe medievale, 2 ed., P., 1951; Afnan S. M., Avicenna. His life and works, L., 1958; Anawati G. C., Essai de bibliographie d'Avicenna, Cairo, 1952.



ИБН ТАГРИБЕРДИ, Ибн Тагpибирди Абу-ль-Махасин Джамаль-аддин Юсуф (1409 или 1410-5.6.1470), арабский историк и литератор. Род. в семье знатного мамлюка в Египте; обучался у выдающихся учёных своего времени, в т. ч. у Макризи. Из сохранившихся трудов наибольший интерес представляют хроники, охватывающие историю Египта от араб. завоевания (7 в.) до 1469 и содержащие цепные сведения социально-экономич. характера. И. Т.- также автор краткой истории жизни Мухаммеда, сб. стихотворений и антологии араб. поэзии.

Соч.: Ан-Нуджум аз-захира фи-ль-мулук Миср ва-ль-Кахира (Блестящие звезды о царях Египта и Каира), т. 1 - 12, Каир. 1929-56.

Лит.: Крачковский И. Ю., Избр. соч., т. 2, М.- Л.,1956(см. по указателю).


ИБН ТУФАЙЛЬ, Ибн Туфейль Абу Бекр Мухаммед ибн Абд аль-Малик (латинизированное - Абубацер) (р. ок. 1110, Гуадикс, Испания,- ум. 1185, Марракеш, Марокко), арабский философ, врач, астроном, гос. деятель. В 1130-63 был врачом и секретарём халифа Абд аль-Мумина (см. Альмохады), в 1163-84 везиром и врачом халифа Юсуфа. И. Т.- представитель рационалистич. линии арабо-исп. философии. Соединял аристотелевскую натурфилософию с неоплатонич. концепцией бога - учением об эманации. В единственном дошедшем до нас произв. И. Т. "Романе о Хайс, сыне Якзана" (рус. пер. 1920; с 17 в. переведён на латинский, затем почти на все европ. и нек-рые вост. языки) рисуется картина духовного развития человека, заброшенного на уединённый остров. В сюжете "Робинзона Крузо" Д. Дефо есть черты, общие с сюжетом соч. И. Т.

Лит.: Петров Д. К., Одна пз испано-арабских проблем, "Зап. Коллегии востоковедов при Азиатском музее АН СССР", 1926, т. 2, в. 1; Сага деев А. В., Абубацер Ибн-Туфейль, "В защиту мира", 1961, № 7-8; Gauthier L., Ibn Thofail. Sa vie, ses oeuvres. P., 1909; Garcia Gоmеz E., Un cuento arabe. Fuente comun de Abentofail у de Gracian, Madrid, 1926.


ИБН ФАДЛАН Ахмед ибн Аббас, арабский путешественник и писатель 1-й пол. 10 в. В 921-922 в качестве секретаря посольства аббасидского халифа Муктадира (правил 908-932) совершил путешествие через Бухару и Хорезм к царю волжских болгар. Яркое описание путешествия посольства, а также Хорезма, огузов, башкир, болгар, русов и др. отличается богатством фактич. фольклорно-этногр. материала. Книга написана в форме рассказа. Первоначальный текст книги И. Ф. утерян. Сокращённая редакция, использованная ещё в 13 в. араб. учёным Якутом, была найдена в Мешхеде в 1923.

Соч.: Ковалевский А. П., Книга Ахмеда Ибн-фадлана о его путешествии на Волгу в 921-922гг., Хар., 1956 (араб. текст соч. И. Ф. и рус. пер.); Путешествие Ибн-фадлана на Волгу, М. -Л., 1939.

Лит.: Крачковский И. Ю., Арабская географическая литература, Избр. соч., т. 4, М.- Л., 1957, с. 184-86 и др. (см. по указателю); Бейлис В. М , П'ять видань Книги Ибн-фадлана, "Украiнський Iсторичний журнал", 1965, №3; Canard М., La relation du voyage d'lbn Fadlan chez les Bulgares de la Volga, "Annales de 1'Institut d'etudes orientales", Alger, 1958, t. 16.



ИБН ХАЙЯН Абу Мерван Хайян ибн Халаф ибн Хасан аль-Куртуби (987 или 988, Кордова, - 30. 10. 1076, там же), испано-арабский историк и поэт. Занимал пост начальника стражи Кордовы. Автор поэм, богословских трактатов, ист. хроник. Выдающийся труд И. X. "Книга заимствующего сведения о людях Андалусии" является важным источником по истории мусульм. Испании при Омейядах (8-10 вв.). 60-томная "Книга об основательном", написанная И. X. в зрелые годы, не сохранилась, но известна по отрывкам в соч. позднейших араб. писателей.

Соч.: Al-Muktabis. Chronique du regne du calife unmaiyade 'Abd Allah a Cordoue. Texte arabe public... par le P. M. M. Antuna, t. 3, P., 1937.

Лит.: Brockelmann C., Geschichte der arabischen Literatur, Bd 1, Weimar, 1898; Gonzalez Palencia A., Historia de la literatura arabigo-espanola, Barcelona - B. Aires, 1928; Garсia Gоmez E., A proposito de Ibn Hayyan, "Al-Andalus", 1946, v. 11.



ИБН ХАЛЬДУН, Ибн Халдун Абдуррахман Абу Зейд ибн Мухаммед (27.5.1332, Тунис,- 17.3.1406, Каир), арабский историк и философ. Последователь араб. философа Ибн Рушда. В 1349-75 занимал различные посты при дворах правителей Туниса, Феса, Гранады, Биджайи. В 1379 вернулся в Тунис; в 1382, преследуемый духовенством, бежал в Египет; занимал должность кади (судьи) и преподавал в медресе аль-Азхар, аль-Камхия и аз-Захирия. Осн. труд И. X. "Книга назидательных примеров по истории арабов, персов, берберов и народов, живших с ними на земле" ("Китаб аль-ибар... ") состоит из 3 частей: 1) "Введение" ("Мукаддима"), в котором освещаются задачи, метод и принципы исторического исследования; в нём И. X. изложил своё учение о развитии общества. Различия в образе жизни людей (прежде всего между кочевым и оседлым х-вом) он связывал с различиями геогр. среды. 2) История народов мусульм. Востока. 3) История народов Магриба. Последняя часть, отличающаяся полнотой и точностью описания, является осн. источником для ср.-век. истории Сев. Африки. И. X.- автор "Автобиографии"- одного из первых образцов араб. мемуарной лит-ры ср. веков.

Соч.: Китаб аль-Ибар..., ("Книга назидательных примеров..."), т. 1 - 7, Булак, 1867; Les Prolegomenes, trad. par de Slane, nouy. ed., t. 1 - 3, P., 1934-38; Histoire des berberes et des dynasties musulmanes de 1'Afrique..., trad, de l'arabe par de Slane. v. 1 - 4, nouv. ed., P., 1925-56; The Muqaddimah..., transl. from the Arabic by F. Rosenthal, v. 1 - 3, N. Y., [1958]; Введение (фрагменты), в кн.: Избр. произв. мыслителей стран Ближнего и Среднего Востока. 9-14 в., М., 1961.

Лит.: Иванов Н. А., "Китаб аль-Ибар" Ибн Халдуна как источник по истории стран Северной Африки в XIV в., в кн.: Арабский сборник, М., 1959; Бациева С. М., Историко-социологический трактат Ибн Халдуна "Мукаддима", М., 1965 (библ.); Lacoste Y.. Ibn Khaldoun..., P., 1966; Fischel W. J.. Ibn Khalclun in Egypt. A study in islamic historiography, Berk.- Los Ang., 1967 (библ.).

С. М. Бациева, А. В. Сагадеев.


ИБН ХОРДАДБЕХ, Ибн Хурдазбих Абу-ль-Касим Убайдаллах ибн Абдаллах [ок. 820 (по др. данным, 826)- ок. 912/913 (по др. данным, 885)], арабский географ, по происхождению перс. Его "Книга путей и государств" - первое дошедшее до нас геогр. соч. описательного характера на араб. яз., важный источник по истории Халифата и сопредельных стран; в нём имеются упоминания о славянах и русах.

Соч.: Kitab al-masalik wa'l mamalik, Lugduni Batavorum, 1889 (Bibliotheca Geogra-phorum Arabicorum, ed. M.J. de Goeje, pars 6).

Лит.: Материалы по истории туркмен и Туркмении, т. 1, М. -Л., 1939; Булгаков П. Г., "Книга путей и государств" Ибн Хордадбеха, в сб.: Палестинский сборник, в. 3 (66), М. -Л., 1958; Крачковский И. Ю., Избр. соч., т. 4, М. -Л., 1957 (см. по указателю); Арабские источники VII-X веков, М. -Л., 1960.



ИБН ЭЗРА Авраам бен Мейр, рабби (1092, Толедо,- 1167, Рим), еврейский поэт, учёный и философ. Приблизительно до 1140 жил в Испании, где прославился преим. как лирико-филос. поэт. В дальнейшем странствовал по Европе, был учителем в евр. общинах. Оставил после себя более 100 произв. Один из первых критиков библейского текста. В комментариях к Ветхому завету выдвигает положения, к-рые часто расходились с общепринятой традицией и получили развитие лишь в новое время (о редакции Пятикнижия, о двух авторах "Книги Исайи" и т. п.). Как философ И. Э. был близок к неоплатоникам (гл. соч.- "Основа благоговения"), находясь в то же время в связях с аристотелизмом (поэма "Хай бен Макиц" - "Живой, сын Бодрствующего" написана под влиянием Ибн Сины). И. Э. принадлежит также ряд работ по грамматике иврита, математике и астрономии. Один из первых переводчиков науч. лит-ры с араб. яз. на иврит. Лит.: Васher W., Abraham Ibn Esra's Einleitung zu seinem Pentoteuch-Commentar..., W., 1876.



ИБН Э3РА Моисей (1055, Гранада, Испания,- 1139), еврейский поэт. В поэме "Хризолит", в стих."Свет", "Любовная песня" и др. рисует образ любимой женщины. Более поздний период его творчества отмечен горечью одиночества и пессимизмом ("Пробуждение", "Время моих страданий", цикл "Маленькие песни"). Писал также стихи религ. содержания ("Моя душа тебя ночью страстно желала", "Наказание" и др.). Заимствовал у араб, поэтов систему стилистич. приёмов поэзии - тсджнис, к-рую довёл до совершенства. Автор истории лит-ры на араб. яз.- "Книга переговоров и воспоминаний ".

Соч. в рус. пер.: [Стихи], в сб.: Андалусская поэзия. [Сост., предисл. и прим. Б. Шидфар, М., 1969].

Лит.: Карпелес Г.. История еврейской литературы, т. 1, СПБ. 1890; Цинберг И., Ди гешихте фун дер литератур бей йидн, т. 1, Вильна, 1929; Уpиновский А., Толдот га'широ га'иврит бийомей гавиним, т. 2, 5 изд., Тель-Авив, 1956.


ИБН ЮНУС, Ибн Юнис (950- 1009), арабский астроном. Вёл обширные астрономич. наблюдения в обсерватории ок. Каира. Составил астрономич. таблицы движения Луны, Солнца и планет (около двух веков они были лучшими таблицами этого типа), а также тригонометрич. таблицы. И. Ю. уточнил значения прецессионной постоянной и угла наклона эклиптики к экватору, усовершенствовал способы решения плоских и сферич. треугольников (метод вспомогательных углов).

Лит.: Берри А., Краткая история астрономии, пер. с англ.. 2 изд.. М. -Л., 1946.


ИБН ЯМИН Амир Фахроддин Махмуд ибн Амир Ямин-од-дин Тограй Мустауфи Фарюмади (1286, Фарюмад, ок. Себзевара,- 1368), персидско-таджикский поэт. Род. в семье учёного н поэта Амира Ямин-од-дина. Считается придворным поэтом династии Сербедаров (сер. 14 в.). Сохранилось более 5000 его стихов, гл. обр. афористических, а также касыды и маснави философского и мистического содержания.

Соч.: Диван-е гетеат ва робаийат-е Ибн Ямин, Тегеран, 1318 с. г. х. (1939); Диван, Тегеран, 1966; Persice lbn-i Yamin, 100 short poems. The Persian text with paraphrases by E. H. Rodwell, L., 1933.

Лит.: Хекмат А. -Р., Рассказ о персидском поэте. Жизнь н творчество Ибн Йамина. М., 1965; Ясеми Р., Ахвал-е Ибн Ямин, Тегеран, 1303 с. х. г. (1924): Имронов С., Ибн Ямин Фарьюмадп, Душанбе, [1966].



ИБО, игбо, народ в Вост. Нигерии. Числ. ок. 10,7 млн. чел. (1967, оценка). Говорят на языке ибо. Часть И. сохраняет местные традиц. верования, остальные - христиане (гл. обр католики). Осн. занятие И.- земледелие (ямс, кассава, рис, овощи и др.). На экспорт идут плоды масличной пальмы. У И. формируются новые обществ. отношения, связанные с развитием капиталистич. способа произ-ва. И. принимали активное участие в нац.-освободит. движении народов Нигерии. Провозглашение в мае 1967 т. н. Республики Биафра на терр., населённой И., привело к гражд. войне в Нигерии, окончившейся в янв. 1970 поражением сепаратистов.

Лит.: Исмагилова Р. Н-. Народы Нигерии, М., 1963; Forde D., Jones G. Y., The Ibo and Ibibio speaking peoples of South-Eastern Nigeria. L.. 1950 (в серии: Ethnographic survey of Afrira, pt 3); Вasden G. Т.. Niger Ibos, L., 1938.



ИБО, игбо, язык народа ибо (Вост. Нигерии), принадлежащий к группе ква конго-кордофанской семьи языков. Число говорящих на И. ок. 10,7 млн. чел. (1967,оценка). Богатая система согласных включает двухфокусные смычные [kp, gb], палатализованные, огубленные, придыхательные согласные (глухие и звонкие), носовые щелевые и пр. В пределах слова действует сингармонизм гласных По открытости и закрытости. 5 фонологич. тонов. Падежные отношения передаются порядком слов, единственным предлогом места и частично тонами в имени. В глаголе лицо и число субъекта выражаются в одних формах местоименным префиксом ("неотделяемым местоимением"), в других-местоимением ("отделяемым"). Глаголы различают видовременные формы, отрицание и наклонения префиксами, тонами. Словообразование преим. префиксальное. На И. существует печать и школьное преподавание.

Лит.: Green M., Igwe G., A descriptive grammar of Igbo, L. -В., 1963.

ИБРАГИМ I (г. рожд. неизв.- ум. 1417), государственный деятель Азербайджана, правитель Ширвана (с 1382), основатель династии ширваншахов Дербенди. Пользуясь враждой между Тимуром и Тохтамышем, осуществлял политику укрепления Ширвана. Став вассалом Тимура, спас страну от его нашествий. После смерти Тимура (1405) восстановил независимость Ширвана и, действуя в союзе с Грузией, временно овладел Тебризом (1406). Позже И. I и его союзники (царь Кахети и правитель Шеки) потерпели поражение. Ширван стал вассалом гос-ва Кара-Коюнлу.

Лит.: Али-3аде А. К., Социально-экономическая и политическая история Азербайджана XIII -XIV вв., Баку, 1956. с. 383-98.



ИБРАГИМОВ Али Измаилович [р. 18.9 (1.10). 1913, с. Усть-Кара, ныне Читинской обл.], советский гос. и парт. деятель. Чл. КПСС с 1943. Род. в семье крестьянина. В 1937 окончил Азерб. индустриальный ин-т им. М.Азизбекова. В 1937-38 нач. цеха з-да им. лейтенанта Шмидта в Баку. В 1938-40 служил в Сов. Армии. В 1941-43 в Баку гл. инженер машиностроит. з-да им. 1 Мая, в 1943-45 директор машиностроит. з-да им. С. М. Кирова. В 1945-46 работал в Бакинском горкоме КП Азербайджана. В 1946-48 управляющий трестом "Азнефтемаш". В 1948-49 зам. секретаря ЦК, в 1949-50 зав. транспортным отделом ЦК КП Азербайджана. В 1950-53 пред., в 1953-54 1-й зам. пред., в 1954-63 пред. Госплана Азерб. ССР. В 1963-65 пред. Плановой комиссии Закавк. экономич. р-на (Тбилиси). В 1965-70 1-й зам. пред., с апр. 1970 пред. Совета Министров Азерб. ССР. Чл. Совета Министров СССР. На 24-м съезде партии избран канд. в чл. ЦК КПСС. Деп. Верх. Совета СССР 7-8-го созывов. Награждён 3 орденами, а также медалями.



ИБРАГИМОВ Галимджан Гирфанович [28.2(12.3).1887 - 21.1.1938], татарский советский писатель и общественный деятель. Род. в дер. Султанмуратово (ныне Аургазинского р-на Башк. АССР) в семье муллы, отрёкшегося от духовного сана. Учился в медресе в Оренбурге (1898- 1905), затем в Уфе, в медресе Галия (1906-09). Учительствовал. Принимал активное участие в Февр. бурж.-демократич. революции 1917, Великой Окт. социалистич. революции и Гражд. войне 1918-20. Вначале был левым эсером, затем - чл. Коммунистической партии (принят в 1920 с зачислением стажа с апр. 1917). В 1918 был избран членом ВЦИК и ТатЦИК и назначен пред. комиссии по изданию на тат. яз. соч. В. И. Ленина. С 1925 пред. Академич. центра при Наркомпросе Тат. АССР.

В 1928 удостоен звания Героя Труда. В 1927 в связи с болезнью переехал в Ялту, где занимался лит. трудом. Печатался с 1907. В ранних рассказах выступил как реалист-бытописатель, осуждал социальную несправедливость, но его герои ещё далеки от активной борьбы за свои права. В 1910-12 отошёл от реализма к субъективному романтизму ("В море", 1911; "Любовь - счастье", 1912, и др.). После 1914 развивался как художник-реалист. Его творчество было тесно связано со становлением социалистич. реализма в тат. сов. лит-ре. В 1920 опубл. 1-ю кн. трилогии "Наши дни" (2-я ред. 1934) об участии нац. интеллигенции в Революции 1905-07 и пьесу "Новые люди" о рождении новой личности в эпоху социалистич. революции. Этой последней теме посвящена и повесть "Красные цветы" (1922). В романе "Дочь степи" (1924) И. воссоздал жизнь доре-волюц. казах. аула в сложном переплетении социальных противоречий. Роман "Глубокие корни" (1926-28) написан о современности, в нём автор показал ист. закономерность победы социалистич. революции. И. опубл. много филологич. и ист. трудов. Его произв. переведены на мн. языки мира.

Соч.: Сайланма эсэрлэр, т. 1 - 3. Казан, 1956 - 57; в рус. пер. - Избранное. [Вступ. ст. Г. Халита], Каз., 1957; Наши дни, Каз., 1966.

Лит.: История татарской советской литературы, М., 1965; Мухамедова Э., Большая жизнь. [О Г. Ибрагимове]. Каз., 1968; Xасанов М., Галимджан Ибрагимов, Каз., 1969.



ИБРАГИМОВ Мирза Аждар оглы [р. 15(28). 10.1911, с. Эве Сарабской провинции, Юж. Азербайджан], азербайджанский советский писатель, обществ. деятель, акад. АН Азерб. ССР (1945). Нар. писатель Азербайджана (1961). Чл. КПСС с 1930. Печатается с нач. 30-х гг. Драмы "Хаят" (пост. 1935) - о социалистич. преобразовании деревни, "Мадрид" (пост. 1938) - о героич. борьбе исп. народа против фашизма, пьеса "Махаббет" (пост. 1942) -о труде народа в тылу в годы Великой Отечеств. войны 1941-45, комедии "Деревенская девушка" (пост. 1962), "Хороший человек" (пост. 1965), драма "Тлеющие очаги" (пост. 1967) пользуются большой популярностью. Драматургии И. свойственны острый конфликт, жизненность реалистич. характеров. В цикле "Южных рассказов", в романе "Наступит день" (1948, рус. пер. 1950; Гос. пр. СССР, 1951) отражены эпизоды нац.-освободит. движения в Иране. Роман И. "Великая опора" (1957, в рус. пер. "Слияние вод", 1958) повествует о жизни послевоен. колхозной деревни, роман-эпопея "Пэрванэ" (1969-70) посвящён жизни и революц. деятельности Н. Нариманова. И. выступает с публицистич. и лит.-критич. статьями по вопросам языка и лит-ры. В 1954-58 пред. Президиума Верх. Совета Азерб. ССР. Деп. Верх. Совета СССР 1-5-го и 7-го созывов. С 1965 первый секретарь СП Азербайджана. Награждён 2 орденами Ленина, 2 др. орденами, а также медалями.

Соч.; Сечилмиш эсерлэри, ч. 1 - 3. Бакы, 1954 - 56; Сечилмиш эсэрлэри, ч. 1 - 4, Бакы. 1966-; Эдэби геjдлэр, Бакы, 1970; Пэрванэ, Бакы, 1971; в рус. пер. -Избр. произв., т. 1 - 2, М., 1958; Заметки о литературе, М., 1971.

Лит.: Даронян С. К., Мирза Ибрагимов. Критико-биографический очерк, М-, 1960; Очерк истории азербайджанской советской литературы, М., 1963; Aзэp6ajчaн совет эдэбиjjаты тарихи. ч. 1 - 2, Бакы, 1967.

Аз. Шариф.



ИБРАГИМОВ Хабибулла Калимуллович [17(29). 12.1894, Оренбург,- 16.3. 1959, Уфа], башкирский советский драматург и композитор, засл. деят. иск-в Башк. АССР (1951). Автор мн. пьес и муз. соч. Широко известны его муз. комедии "Башмачки" (1921) и "3ятюшка" (1947), едко высмеивающие дореволюц. быт и нравы тат. баев-торгашей. Темам сов. жизни посвящены пьесы И. "Холодный ключ", "Чабан Шарафи" и др. Простота формы, яркий нар. юмор - характерные особенности его творчества.

Соч.: Пьесалар, Офе, 1960.

ИБРАХИМ-ПАША, Ибрагим -паша [1786 (по др. данным, 1789), г. Кавала, терр. совр. Греции,- 10.11.1848, Каир], египетский полководец и гос. деятель, сын Мухаммеда Али. Участвовал в создании егип. армии и флота и проведении экономич. реформ отца. В 1807-12 дефтердар (глава финанс. ведомства); в 1812-16 губернатор Верх. Египта. В 1816-41 командующий егип. армией. Приобрёл известность после победы над ваххабитами в Аравии (1816-18). В 1824-27 командовал егип. войсками, участвовавшими в борьбе против греч. нац.-освободит. революции 1821-29. Стоял во главе египетских войск, одержавших победы над тур. армиями во время егип.-тур. войны 1831-33. С 1847 фактический правитель Египта. С июня 1848 наследный паша Египта.



ИБРЕСИ, посёлок гор. типа, центр Ибресинского р-на Чуваш. АССР. Ж.-д. станция на линии Канаш - Рузаевка. Лесокомбинат, мебельная ф-ка, маслозавод, кирпичный з-д. Нар. театр.

ИБРЭИЛЯНУ (Ibraileanu) Гарабет (23.5. 1871, Тыргу-Фрумос,- 12.3.1936, Бухарест), румынский лит. критик. Посмертно получил звание академика Рум. академии. В работе "Критицизм в румынской культуре" (1909) И. показал, что демократич. нац. традиции развивались в связи с освоением европ. культурных ценностей. И. являлся идейным руководителем журн. "Вьяца ромыняскэ" ("Viata Romaneasca"; в 1906-33, с перерывом в годы 1-й мировой войны 1914-18), выступая за развитие реализма в рум. лит-ре (кн. "Заметки и впечатления", 1920; "Румынские и зарубежные писатели", 1926; "Литературные исследования", 1931; "Культура и литература", 1933, и др.).

Соч.: Pagini alese, v. 1 - 2, Вис., 1957; Scriitori romani si straini, v. 1 - 2, [Вис.], 1968 (библ. с. 431 - 32); Studii literare, [Buc., 1968] (библ. с. 301 - 302).

Лит.: Piru A., G. Ibraileanu. Viata si opera, [Buc.], 1967(библ. с. 375-429).



ИБСЕН (Ibsen) Генрик (20.3.1828, Шиен,- 23.5.1906, Крнстнания), норвежский драматург. Род. в семье богатого коммерсанта, разорившегося в 1836. Работая с 1844 учеником аптекаря, И. написал первые стихи и драму "Катилина" (1850), тираноборч. мотивы к-рой навеяны революц. событиями 1848 в Европе. В 1850 в Кристиании поставлена пьеса И. "Богатырский курган". В 1852-57 руководил в Бергене первым нац. норв. театром; в 1857-62 возглавлял Норв. театр в Кристиании. В 18С4-91 жил в Риме, Дрездене, Мюнхене. В коп. 40 - нач. 50-х гг. И. обратился к сатире и гротеску: бурж. современности И. противопоставлял героич. нац. прошлое, мир патриархальной крест. жизни и возвышенность человеческих чувств. В "Комедии любви" (1862), в к-рой наметилась реалистич. линия, нарисована резко сатирич. картина мещанско-чиновничьей Норвегии. В нар.-историч. драме "Борьба за престол" (1864) И. показал победу героя, выполняющего прогресс. историч. миссию. Герой драматич. поэмы "Бранд" (1866) - цельный человек, не останавливающийся ни перед какими жертвами для осуществления своего идеала. Несмотря на абстрактность цели (достижение внутр. совершенства, полной умственной свободы), Бранд героичен и противостоит ничтожности окружающей действительности. Масштабность философско-символич. драмы сохраняется в "Пер Гюнте" (1867), однако герой этой пьесы в противоположность Бранду способен на компромисс, приспособленчество.

В кон. 60 - нач. 70-х гг. в условиях обострения социально-политич. противоречий И. ожидает крушения старого мира, "революции человеческого духа". В драме о Юлиане-отступнике "Кесарь и галилеянин" (1873) он утверждает грядущий синтез духовного иплотского начал в человеке. Осн. тема пьес "Столпы общества" (1877), "Кукольный дом" (1879), "Привидения" (1881), "Враг народа" (1882) - несоответствие между показным блеском бурж. общества и его фальшивой внутр. сутью. Пьесы построены аналитически, драматич. напряжение создаётся не внешними событиями, а постепенным раскрытием сюжетных тайн и подтекстом. Основное в развязке пьес - не развитие сюжета, а решение героя, диктуемое не только его эмоциями, но и его интеллектом.

С сер. 80-х гг. социальная критика у И. ослабевает ("Дикая утка", 1884). В его поздних пьесах усложняется подтекст, возрастает тонкость психологии, рисунка, одновременно усиливаются элементы символики. Тема "сильного человека" выдвигается па первый план, однако И. беспощаден к своим героям, когда они осуществляют свое призвание за счёт жизни и счастья других людей: "Росмерсхольм" (1886), "Гедда Гaoлеp" (1890), "Строитель Сольнес"(1892), "Йун Габриель Боркман" (1896).

Начиная с 80-х гг. имя II. служило во всём мире знаменем борьбы за реалистич. искусство, за цельность и внутр. свободу человека, за обновление духовной жизни. В России И. в нач. 20 в. стал одним из властителей дум интеллигенции; его пьесы шли во многих театрах. На сов. сцепе чаще всего ставятся "Кукольный дом", "Привидения" и в концертном исполнении "Пер Гюнт" с музыкой Э. Грига.

Соч.: Sarnlede vaеrker, bd 1-21, Oslo, 1928-57; в pye. пер.- Полн. собр. соч.,[с критико-биографич. очерком А. и П. Ганзен], т. 1 - 4, СПБ. 1909; Избр. драмы, преди