загляните на купон-скидку или справочники: окна kbe, окна veka, окна rehau, остекление балкона, остекление лоджии, изготовление окон, монтаж окон, остекление, производство окон, металлопластиковые окна, окна пвх, пластиковые окна, установка окон, стеклопакеты и евроокна.



ВСЁ О СТРОИТЕЛЬСТВЕ, ЖЕЛЕЗОБЕТОНЕ, БЕТОНЕ, АРХИТЕКТУРЕ И НЕ ТОЛЬКО...:
ОПРЕДЕЛЕНИЯ:

АСФАЛЬТИРОВАНИЕ, устройство асфальтобетонных покрытий на автомобильных дорогах, улицах, аэродромах и т. п. путём укладки и уплотнения асфальтобетонной смеси по предварительно подготовленному основанию. В зависимости от назначения покрытия асфальтобетонную смесь (асфальтобетон) укладывают в один или два слоя на основание из щебня, гравия (нежёсткое основание) или бетона (жёсткое основание). Нижний слой толщиной 4-5 см устраивают из крупно- или среднезерни-стой смеси с остаточной пористостью 5-10% ; верхний слой толщиной 3-4 см-из средне- или мелкозернистой смеси (остаточная пористость 3-5%). При тяжёлых нагрузках и интенсивном движении транспорта покрытия устраивают 3-4-слойными общей толщиной 12-15 см. АСФАЛЬТИРОВАНИЕ начинается с очистки основания от пыли и грязи механич. дорожными щётками и поливомоечными машинами, исправления неровностей основания, обработки его поверхности жидким битумом или битумной эмульсией. Асфальтобетонная смесь приготовляется в асфальтобетоно-смесителях на стационарных или полустационарных заводах (установках), доставляется на место автомобилями-самосвалами и загружается в приёмный бункер асфалътобетоноукладчика, к-рый укладывает, разравнивает и предварительно уплотняет смесь. Окончат. уплотнение осуществляется катками дорожными. .


КОММУНАЛЬНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО, отрасль строительства, занятая сооружением объектов, связанных с обслуживанием жителей городов, посёлков городского типа, районных сельских центров и населённых пунктов сельской местности. В числе этих объектов: системы водоснабжения и канализации с очистными сооружениями и сетями; сооружения городского электрического транспорта с путевым, энергетическим хозяйством, депо и ремонтными предприятиями; сети газоснабжения и теплоснабжения с распределительными пунктами, районными и квартальными котельными; электрические сети и устройства напряжением ниже 35 кв; гостиницы; городские гидротехнические сооружения; объекты внешнего благоустройства населённых мест, озеленения, дороги, мосты, путепроводы, ливнестоки; предприятия санитарной очистки, мусороперерабатывающие и др. Планомерное развитие КОММУНАЛЬНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА в СССР началось ещё в 1-й пятилетке и осуществлялось нарастающими темпами до начала Великой Отечеств, войны 1941-45. В годы 4-й пятилетки (1946-50) проводились работы по восстановлению объектов коммунального назначения, разрушенных во время нем.-фаш. оккупации. В последующие годы КОММУНАЛЬНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО велось высокими темпами в связи с бурным развитием промышленности, культуры, увеличением численности городов и посёлков городского типа .
ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО, теория и практика планировки и застройки городов (см. Город). ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО определяют социальный строй, уровень развития производственных сил, науки и культуры, природно-климатичие условия и национальные особенности страны. ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО охватывает сложный комплекс социально-экономических, строительно-технических, архитектурно-художественных, а также санитарно-гигиенических проблем. Общим для ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО досоциалистических формаций является большее или меньшее влияние на него частной собственности на землю и недвижимое имущество..
ЗЕЛЁНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО, составная часть современного градостроительства. Городские парки, сады, скверы, бульвары, загородные парки (лесопарки, лугопарки, гидропарки, исторические, этнографические, мемориальные), национальные парки, народные парки, тесно связанные с планировочной структурой города, являются необходимым элементом общегородского ландшафта. Они способствуют образованию благоприятной в санитарно-гигиеническом отношении среды, частично определяют функциональную организацию городских территорий, служат местами массового отдыха трудящихся и содействуют художественной выразительности архитектурых ансамблей. При разработке проектов садов и парков учитывают динамику роста деревьев, состояние и расцветку их крон в зависимости от времени года.

Главная страница
Поиск по сайту
Оглавление страниц

Объяснение слов: словарь, справочник, информация. Строительство, экономика, промышленность - все сферы жизни: от А до Г, от Г до П и от П до Я

, в марте 1918 против австро-герм. оккупантов как нач. Бир-зульского укреплённого района. Затем командовал полком 16-й стрелк. дивизии, был на подпольной работе в Одессе. С мая 1919 командовал бронепоездом в боях против григорьевцев, а позже в боях против деникинцев в составе 14-й армии. Был смертельно ранен в бою у ст. Верхов-цево. Похоронен в Москве на Ваганьковском кладбище.


ЖИВОПИСЕЦ (лат
ЖИВОПИСЕЦ (лат. Pictor), созвездие Юж. полушария неба, наиболее яркая звезда 3,3 визуальной звёздной величины. Наилучшие условия для наблюдений в декабре. Частично видно в юж. районах СССР. См. Звёздное небо.

"ЖИВОПИСЕЦ", еженедельный журнал, издававшийся Н. И. Новиковым в Петербурге с апр. 1772 по июнь 1773. Отличался политич. остротой, разнообразием сатирич. жанров. В "Ж." помещены "Отрывок путешествия в*** И*** Т***" и "Письма к Фалалею", содержавшие резкую критику крепостничества. В журнале высмеивались слепое преклонение перед всем французским, карьеризм, пороки дворянства. Издание прекращено из-за преследований со стороны правительства.

Лит.: Берков П. Н., История русской журналистики XVIII в., М.- Л., 1952.

ЖИВОПИСНОСТЬ, особенность произведений искусств пластических, дина-мич. взаимодействие форм, объёмов, пятен цвета, линий, света и тени, при к-ром возникает яркое впечатление общей подвижности, изменчивости, многообразия аспектов. Ж. проявляется в преобладании цветового пятна (в живописи) и светотеневого (в графике) над чёткой линией, в мягкости переходов, в перетекании и незамкнутости выходящих в пространство объёмов (в скульптуре), в асимметрии планировки и свободе расчленения осн. композиц. элементов, в динамике форм, иногда в активной роли цвета и пластич. декора (в архитектуре). В широком смысле слова Ж.- свободная живая выразительность, яркая образность, красочность.

Лит.: Вёльфлин Г., Основные понятия истории искусств, пер. с нем., М.-Л., 1930.



ЖИВОПИСЬ, вид изобразительного искусства, художественные произведения, к-рые создаются с помощью красок, наносимых на к.-л. твёрдую поверхность. Как и др. виды искусства, Ж. выполняет идеологич. и познават. задачи, а также служит сферой создания предметных эстетич. ценностей, будучи одной из высокоразвитых форм человеческого труда. Ж. отражает и в свете тех или иных идеологич. концепций оценивает духовное содержание эпохи, её социальное развитие; в силу этого Ж. сама становится сферой обществ. борьбы. Мощно воздействуя на чувства и мысли зрителей, заставляя последних переживать действительность, изображённую художником, Ж. служит действенным средством обществ. воспитания. Мн. произв. Ж. обладают документально-информац. ценностью.

В Ж. ярко проявляются те общие свойства иск-ва, благодаря к-рым Н. Г. Чернышевский назвал его "учебником жизни". В силу наглядности образа оценка жизни художником, выраженная в произведении Ж., приобретает особую убедительность для зрителя. Создавая художеств. образы, Ж. использует цвет и рисунок, выразительность мазков, что обеспечивает гибкость её языка, позволяет ей с недоступной др. видам изобразит. иск-ва полнотой воспроизводить на плоскости красочное богатство мира, объёмность предметов, их качественное своеобразие и материальную плоть, глубину изображаемого пространства, свето-воздушную среду. Сами произв. Ж. неизменяемы, создаваемые Ж. картины зрительно одномоментны; однако Ж. может передавать не только состояние абсолютной статичности, но и ощущение временного развития, эмоциональной насыщенности момента и преходящей мгновенности ситуации, а также эффект движения, изменения (благодаря особой ритмич. организации изображения, динамике цвета, света и тени, композиции, линий, мазков и т. д.); в Ж. возможны развёрнутое повествование, сложный сюжет. Всё это позволяет Ж. не только непосредственно и наглядно воплощать все зримые явления реального мира (в т. ч. природу в её различных состояниях), показывать широкие картины жизни людей, но и стремиться к раскрытию и истолкованию сущности совершающихся в жизни процессов, внутр. мира человека, к выражению отвлечённых идей.

Доступные Ж. широта и полнота охвата реальной действительности сказываются и в обилии присущих ей жанров (ист., бытовой, батальный, анималистич. и др.).

По назначению, по характеру исполнения и образов различают: Ж. монументально-декоративную (стенные росписи, плафоны, панно), участвующую в организации архит. пространства, создающую идейно-насыщенную среду для человека; станковую (картины), более интимную по характеру, обычно не связанную с к.-л. определ. местом; декорационную (эскизы театральных и кинодекораций и костюмов); иконопись; миниатюру (иллюстрации рукописей, портреты и т. д.). К разновидностям Ж. относятся также диорама и панорама. По характеру веществ, связующих пигмент (красящее вещество), по технологич. способам закрепления пигмента на поверхности различаются масляная живопись, Ж. водяными красками по штукатурке- сырой (фреска) и сухой (а секко), темпера, клеевая живопись, восковая живопись, эмаль, Ж. керамич. красками (связующие - легкоплавкие стёкла, флюсы, глазури - закрепляются обжигом на керамике), Ж. силикатными красками (связующее вещество - растворимое стекло) и т. п. Непосредственно с Ж. смыкаются мозаика и витраж, решающие те же, что и монументальная Ж., изобразительно-декоративные задачи. Для исполнения живописных произведений служат также акварель, гуашь, пастель, тушь.

Осн. выразит. средство Ж.- цвет - своей экспрессией, способностью вызывать различные чувственные ассоциации усиливает эмоциональность изображения, обусловливает широкие изобразит. и декоративные возможности Ж. В произв. Ж. он образует цельную систему (колорит). Обычно применяется тот или иной ряд взаимосвязанных цветов и их оттенков (гамма красочная), хотя существует также Ж. оттенками одного цвета (монохромная). Цветовая композиция (система расположения и взаимоотношения пятен цвета) обеспечивает определ. цветовое единство произведения, влияет на ход его восприятия зрителем, являясь специфической для произв. Ж. частью его художеств. структуры (см. Композиция). Др. выразит. средство Ж.- рисунок (линия и светотень) - ритмически и композиционно вместе с цветом организует изображение; линия отграничивает друг от друга объёмы, является часто конструктивной основой живописной формы, позволяет обобщённо или детально воспроизводить очертания предметов, выявлять их мельчайшие элементы.

Условно различаются два типа живописного изображения: линейно-плоскостное и объёмно-пространственное, но между ними нет чётких границ. Для линейно-плоскостной Ж. характерны плоские пятна локального цвета, очерченные выразит. контурами, чёткие и ритмичные линии; в древней и отчасти в совр. Ж. встречаются условные способы пространственного построения и воспроизведения предметов (иногда показываемых одновременно с разных сторон), к-рые раскрывают зрителю определ. логику изображения, размещения предметов в пространстве, но почти не нарушают двухмерность живописной плоскости. Эта Ж., с её ярко выраженными условностью и декоративностью, во мн. эпохи функционировала гл. обр. в ансамбле с архитектурой, подчиняясь глади стен и архит. членениям; более или менее плоскостный характер носили в определ. эпохи и миниатюры, иконы, а в кон. 19-20 вв.- мн. картины.

Возникшее в античности стремление к правдоподобному воспроизведению реального мира, т. е. таким, каким его видит человек, вызвало появление в Ж. объёмно-пространственного изображения (с чем связано и зарождение рассчитанной на индивидуальное созерцание станковой Ж., освобождение Ж. от подчинения архитектуре, во многом и от декоративных функций). В Ж. такого типа могут показываться пространственные соотношения, может создаваться полная иллюзия глубокого трёхмерного пространства (обычно как бы находящегося перед рассматривающим произв. Ж. человеком), зрительно уничтожаться живописная плоскость с помощью тональных градаций, воздушной и линейной перспективы, путём распределения тёплых и холодных (выступающих и отступающих) цветов; объёмные формы моделируются цветом и светотенью. Объёмнопространственное изображение, так же как и линейно-плоскостное, может использовать выразительность линии и локального цвета, причём эффект объёмности, даже скульптурности, достигается градацией светлых и тёмных тонов, распределённых в чётко ограниченном цветовом пятне; в таких случаях колорит часто бывает пёстрым, фигуры и предметы не сливаются с окружающим пространством в единое целое. Богаче изобразит. возможности тональной Ж.(см. Гон), к-рая с помощью сложной и динамичной разработки цвета показывает тончайшие изменения как цвета, так и его тона в зависимости от освещения (см. Валер) и от взаимодействия рядом лежащих цветов (рефлексы); общий тон объединяет предметы с окружающей их свето-воздушной средой и пространством; при этом линия нередко теряет свою формообразующую роль, поглощаясь трепетной красочной массой. В Ж. Китая, Японии, Кореи сложился особый тип пространственного изображения, обусловленный своеобразным художеств. мировосприятием дальневосточного живописца, к-рый как бы включает себя в изображение, чувствует себя одним из элементов мироздания. В подобного рода Ж. возникает ощущение бесконечного, увиденного сверху пространства, с уходящими вдаль и не сходящимися в глубине параллельными линиями; светотеневая лепка отсутствует, фигуры и предметы почти лишены объёма; их положение в пространстве показывается гл. обр. соотношением тонов.

Произв. Ж. состоит из основы (холст, дерево, бумага, картон, камень, стекло, металл и др.), обычно покрытой грунтом, и красочного слоя, иногда защищённого с поверхности предохранит. плёнкой лака. Изобразит. и выразит. возможности Ж., особенности техники письма во многом зависят от свойств красок, к-рые обусловлены степенью размельчения пигментов и характером связующих, от инструмента, к-рым работает художник (кисти, мастихин), от применяемых им растворителей; гладкая или шероховатая поверхность основы и грунта (в той или иной степени впитывающих связующее) влияет на приёмы наложения красок, на фактуру произв. Ж., а просвечивающий цвет основы или грунта - на колорит; иногда свободные от краски части основы или грунта могут играть определ. роль в колористич. построении (гл. обр. в акварели). Поверхность красочного слоя произв. Ж., т. е. его фактура, бывает глянцевитой и матовой, слитной или прерывистой, гладкой или неровной. Необходимый цвет, оттенок достигаются как смешением красок на палитре, так и лессировками;рядом положенные мазки разных цветов могут на определ. расстоянии как бы смешиваться в глазу у зрителя. Со стилем, с особенностями живописной техники и композиции картины (или иконы) и того интерьера, для к-рого она предназначена, взаимосвязаны её формат (чаще всего - прямоугольный, реже - круглый или овальный), а иногда и характер рамы, отграничивающей картину от окружающей среды и концентрирующей внимание зрителя на самом изображении. Процесс создания картины или настенной росписи (предваряемый эскизами и этюдами, в к-рых конкретизируется замысел художника, разрабатываются отд. детали, композиция, колорит будущего произведения) может распадаться на неск. стадий, особенно чётких и последовательных в ср.-век. темперной и классической масляной Ж. (рисунок на грунте, строящий композицию и намечающий осн. светотеневые соотношения; подмалёвок, где лепятся объёмы; лессировки, богато насыщающие картину цветом). Но существует и Ж. более импульсивного характера, позволяющая художнику непосредственно и динамично воплощать свои жизненные впечатления (особенно в произведениях, выполненныхалла прима) благодаря одновременной работе над рисунком, композицией, лепкой форм и колоритом.



История развития живописи. Ж. возникла в эпоху позднего палеолита (40 - 8 тыс. лет назад). Сохранились наскальные росписи (в пещерах Фон-де-Гом в Юж. Франции, Альтамира в Сев. Испании и др.), исполненные земляными красками (красными, жёлтыми и коричневыми охрами, умброй), чёрной сажей и древесным углём с помощью расщеплённых палочек, кусочков меха и просто пальцев; создавались правдивые, выразит., динамичные изображения отд. животных, а затем и охотничьих сцен. В Ж. палеолита встречаются как линейно-силуэтные изображения, так и несложная моделировка, но композиц. начало в ней ещё слабо выражено. Более развитые, более абстрактно-обобщённые представления о мире отразились в отвле-чённо-ритмизированной Ж. неолита (росписи в Вальторте, Испания); в неолитич. изображениях, сознательно связываемых в повествовательные циклы, появляется человек.

Ж. рабовладельч. общества обладала уже развитой образной системой, богатыми технич. средствами; краски (земляные - жёлтые, красные и коричневые; минеральные - синие и голубые) наносились ровным слоем на белый грунт; появились связующие (альбумин, казеин, глютин, гуммисмолы), волосяные кисти.

В вост. деспотиях (Др. Египте и др. гос-вах), в древней Америке существовала монументальная Ж. (роспись гробниц, реже - зданий), связанная обычно с заупокойным культом и носившая развёр-нуто-повествоват. характер; гл. место занимало обобщённое и нередко схематичное изображение человека. В присущей этой Ж. строгой канонизации изображений, в особенностях композиции, соотношении фигур отражалась господствовавшая в рабовладельч. обществе жёсткая иерархия. Древняя Ж. обладала также декоративными качествами, своей плоскостностью эта Ж. подчёркивала гладь стены. Особенно высокого совершенства достигла роспись др.-егип. гробниц (картины загробной жизни, включающие бытовые и батальные сцены, анималистич. изображения) с её музыкальной ритмичностью и чёткостью композиции, изысканностью линий.

В античности Ж. по-прежнему выступает в синтезе с архитектурой и скульптурой, служит вместе с ними не только культовым, но и светским целям; происходит (особенно в Др. Греции) осознание обществ. (в т. ч. нравственно-воспитат.) значимости Ж., как и всего иск-ва в целом. Постепенно раскрываются новые, специфич. возможности Ж., дающей более широкое по тематике отображение действительности, чем скульптура, стремящейся к чувственно-полнокровному воплощению мира. Для антич. Ж., с её пластич. ясностью форм, характерны то плоскостные контурные изображения, то объёмные, а также широкое, свободное письмо, жизненноточное изображение предметов и отчасти пространства; палитра красок по мере развития Ж. расширялась и обогащалась; возникла тональная Ж., существовавшая одновременно с Ж. локальным цветом. В античности зарождаются принципы светотени, своеобразные варианты линейной и воздушной перспективы. Наряду с мифологическими создавались бытовые и ист. сцены, пейзажи, портреты, натюрморты. Украшавшая храмы, жилища, гробницы, стои монументально-декоративная Ж. (фрески и мозаики, сохранившиеся в Помпеях, Геркулануме, Пестуме, Казанлыке, Сев. Причерноморье) в результате длит. развития пришла к иллюзорному изменению архит. пространства и архит. форм. Антич. фреска (на многослойной штукатурке с примесью мраморной пыли в верхних слоях) имела блестящую, глянцевитую поверхность. В Др. Греции возникла почти не дошедшая до наст. времени станковая Ж. (на досках, реже - холсте), выполнявшаяся гл. обр. в технике энкаустики (см. Восковая живопись; реже использовались клеевые краски и темпера), к-рая позволяла выразительно лепить объёмы; нек-рое представление об антич. станковой Ж. дают фаюмские портреты.

В ср. века в Ж. Зап. Европы, Византии, Руси, Кавказа, Балкан, развивавшейся преим. в русле церк. христианской идеологии, создавались религиозно-аскетич. образы, полные духовной экспрессии. Несмотря на строгую канонизацию изображений, в средневековой Ж. находили отзвук нар. представления (напр., на Руси в иконах и фресках Феофана Грека, Андрея Рублёва, Дионисия), отдельные (часто наивные) наблюдения. Осн. виды Ж.- фреска (как по сухой, так и по влажной, часто шероховатой штукатурке, наносившейся на кам. или кирпичную кладку), иконопись (иконы исполнялись на грунтованных досках преим. яичной темперой, обусловливавшей гл. обр. плоскостную трактовку форм), а также миниатюра в рукописях (на грунтованных пергаменте или бумаге; исполнялась темперой, акварелью, гуашью, клеевыми и др. красками); последовательность исполнения, тип изображения, композиция, раскраска - всё это регламентировалось. Делавшиеся с тщательностью, присущей ремесленному труду, иконы, настенные росписи (подчинявшиеся архит. членениям и плоскости стены), а также мозаики, витражи вместе с архитектурой образовывали в церк. интерьерах единый ансамбль.

Повышенная эмоциональность и декоративность ср.-век. Ж. обусловлены экспрессией звучного, насыщенного цвета и акцентированно-ритмичной линии, выразительностью чётких контуров; формы в ср.-век. Ж. плоскостные, стилизованные, фон отвлечённый, часто золотой; встречаются также условные приёмы моделировки объёмов, как бы выступающих на живописной плоскости, лишённой глубины. Значит. роль играла символика композиции и цвета (напр., в зап.-европ. Ж. голубой - цвет богоматери). В 1-м тыс. н. э. высокий подъём пережила монументальная Ж. (клеевыми красками по белой гипсовой или известковой прогрунтовке на глинисто-соломистом грунте) в странах Передней и Ср. Азии, в Индии, Китае, на Цейлоне. В феод. эпоху в Месопотамии, Иране, Индии, Ср. Азии, Азербайджане, Турции развивалось иск-во декоративно-плоскостной миниатюры, привлекающей как тонкой красочностью, изяществом орнаментального ритма, так и яркостью отд. жизненных наблюдений. Глубокой поэтичностью, поразительной зоркостью видения людей и природы, лаконичностью оттачивавшейся веками живописной манеры, тончайшей тональной передачей воздушной перспективы выделялась дальневосточная Ж. тушью, акварелью и гуашью на свитках из шёлка и бумаги - в Китае, Корее, Японии.

В Зап. Европе в эпоху Возрождения утверждаются принципы нового, базирующегося на антифеод. мировоззрении, жизнелюбивого гуманистич. иск-ва, вновь открывающего и пытливо познающего земной, материальный мир, проникнутого духом раннебурж. антропоцентризма; в силу этого возрастает роль Ж., вырабатывающей систему средств реалистич. изображения действительности. Отд. достижения Ж. Возрождения были предвосхищены в 14 в. итал. живописцем Джотто. Науч. изучение перспективы, оптики и анатомии, использование усовершенствованной Я. ван Эйком (Нидерланды) техники масляной Ж. способствовали широкому раскрытию заложенных в природе Ж. возможностей; в Ж. убедительно воспроизводятся объёмные формы (с помощью светотеневой моделировки) в единстве с глубоким пространством (разворачивающимся за зрительно уничтожаемой живописной плоскостью) и световой средой, осваивается цветовое богатство мира. Новый расцвет пережила фреска, иногда зрительно расширяющая интерьер дворца или церкви, но важное значение приобрела и станковая картина, ещё сохранявшая, однако, декоративное единство с окружающей предметной средой

. Ощущение гармонии мироздания, увлечение свежестью отд. ярких жизненных деталей, интерес к реальной личности, духовная активность образов характерны для композиций на религ. и мифологич. темы, портретов, бытовых и ист. сцен, изображений обнажённой натуры. Темперу вытеснила сначала комбинированная техника (лессировка и проработка деталей маслом по темперному подмалёвку), а затем и технически совершенная многослойная масляно-лаковая Ж. без темперы. Наряду с гладкой, детализирующей Ж. на досках с белым грунтом (характерной для художников нидерл. школы) венецианская школа Ж. вырабатывает приёмы свободной, широкой, пастозной Ж. на холстах с цветными грунтами. Одновременно с Ж. локальным, часто ярким цветом, с чётким рисунком развивалась и тональная Ж. (в венецианской школе, тонко и разнообразно выявившей богатство колористич. возможностей Ж.). Крупнейшие живописцы Возрождения - Мазаччо, Пьеро делла Франческа, Мантенья, Боттичелли, Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэль, Джорджоне, Тициан, Паоло Веронезе, Якопо Тинторетто в Италии, Я. ван Эйк, П. Брейгель в Нидерландах, А. Дюрер, X. Хольбейн Младший, М. Нитхардт (Грюневальд) в Германии.

В 17-18 вв. процесс развития европ. Ж. усложняется. Складываются нац. школы во Франции (Ж. Латур, Ф. Шампень, Н. Пуссен, А. Ватто, Ж. Б. Шарден, О. Фрагонар, Ж. Л. Давид), в Италии (М. Караваджо, Д. Фетти, П. да Кортона, Дж. Б. Тьеполо, Дж. М. Креспи, Ф. Гварди), Испании (Эль Греко, Д. Веласкес, Ф. Сурбаран, Б. Э. Му-рильо, Ф. Гойя), Фландрии (П. П. Рубенс, Я. Иордане, А. ван Дейк, Ф. Снейдерс), Голландии (Ф. Халс, Рембрандт, Я. Вермер, Я. ван Рёйсдал, Г. Терборх, К. Фабрициус), Англии (Т. Гейнсборо, У. Хогарт), России (Ф. С. Рокотов, Д. Г. Левицкий, В. Л. Боровиковский). Происходит интенсивная борьба течений,прогрессивных и реакционных идей, передовых направлений против академизма, сосуществуют разные стилевые системы. Ж. провозглашает новые социально-гражд. идеалы, обращается к более развёрнутому и точному изображению реальной жизни в её движении и многообразии, особенно повседневного окружения человека (пейзаж, интерьер, предметы обихода); углубляется психологич. проблематика, осознаётся и воплощается конфликтное взаимодействие личности и мира. В 17 в. расширилась и чётко оформилась система жанров. В 17-18 вв. процветает монументальнодекоративная Ж. (особенно в стиле барокко), существующая в тесном единстве со скульптурой и архитектурой и создающая, часто с помощью иллюзио-нистич. эффектов, интенсивно действующую на человека эмоцион. среду. В то же время возросла роль станковой Ж.

Усложнение проблематики Ж., обилие стоявших перед ней задач, классовая и сословная дифференциация мироощущения привели к формированию различных живописных систем, как обладавших общностью стилевых признаков (эмоционально насыщенная, динамичная Ж. барокко, с характерной незамкнутой, спиралевидной композицией; строго уравновешенная Ж. классицизма с её культом чёткого, строгого, ясного рисунка, преобладанием объёмносветотеневого начала над цветом, локальностью цвета; Ж. рококо с её игрой изысканнейших и текучих нюансов цвета, светлых и блёклых тонов), так и не укладывавшихся в к.-л. определ. стилевые рамки. Стремясь к тончайшему воспроизведению красочности мира, световоздушной среды, мн. художники совершенствовали систему тональной Ж. Всё это вызвало резкую индивидуализацию технич. приёмов преобладавшей в 17- 18 вв. многослойной масляной живописи. В то же время картины нередко выполнялись одновременно несколькими художниками, специализировавшимися по определ. изобразит. мотивам. Нарастание станковизма, усиление потребности в произв., рассчитанных на интимное созерцание, повлекли за собой развитие более камерных, тонких и лёгких техник Ж.- пастели, акварели, туши, различных видов портретной миниатюры.

В 19 в. новые нац. школы Ж. складываются в Европе (в балканских странах) и в Америке. Расширяются связи Ж. Европы и др. частей света, где опыт европ. реалистич. Ж., отд. формальные достижения получают самобытное истолкование, часто на основе местных древних традиций (в Индии, Китае, Японии и др. странах); европ. Ж. также испытывает влияние иск-ва неевроп. стран (гл. обр. Японии и Китая), сказывающееся в обновлении отд. приёмов декоративно-ритмич. организации изобразит. плоскости. В 19 в. Ж. шире и глубже др. видов изобразит. иск-ва решает сложные и актуальные мировоззренческие проблемы, играет активную роль в обществ. жизни, будучи часто связанной с социальными и нац.-освободит. движениями; важное значение в Ж. 19 в. приобрела острая критика социальной действительности.

В то же время на протяжении всего 19 в. в Ж. официально культивировались далёкие от жизни академич. каноны, отвлечённая идеализация образов, возникли натуралистич. тенденции, игнорировавшие специфичность, самостоят. экспрессию выразит. средств Ж. В борьбе с этими тенденциями, с рационалистичностью и отвлечённостью офиц. салонноакадемич. Ж. складывается Ж. романтизма с её эмоциональным накалом, активным интересом к драматич. событиям истории и современности, показом сильных человеческих страстей, энергией живописного языка, динамикой построений, контрастностью света и тени, насыщенностью колорита (Т. Жерико, Э. Делакруа во Франции; во многом О. А. Кипренский, Сильвестр Щедрин, К. П. Брюллов, А. А. Иванов в России). Отказываясь от классич. идеалов гармонического совершенства, приходит к более полному, конкретно-достоверному, часто повышенно-наглядному изображению жизни реалистич. Ж., основывающаяся на непосредств. наблюдении характерных явлений действительности (Г. Курбе, Ж. Ф. Милле, О. Домье, К. Коро, мастера барбизонской школы во Франции; Дж. Констебл в Англии; А. Менцель, В. Лейбль в Германии; А. Г. Венецианов, П. А. Федотов в России). Ж. демократич. реализма широко показывает быт и труд народа, его борьбу за свои права, обращается к важнейшим событиям истории, создаёт яркие, психологически-углублённые образы простых людей и передовых обществ. деятелей; во мн. странах возникают школы нац. реалистич. пейзажа. Особой социальнокритич. остротой отличается тесно связанная с бурж.-демократич. этапом рус. революц. движения Ж. передвижников и близких к ним художников - В. Г. Перова, И. Н. Крамского, И. Е. Репина, В. И. Сурикова, В. В. Верещагина, И. И. Левитана.

К живому воплощению окружающего мира в его естественности и непосредственности, постоянной изменчивости приходит в нач. 1870-х гг. импрессионизм (живопись К. Моне, О. Ренуара, К. Писсарро, А. Сислея, отчасти Э. Мане и Э. Дега во Франции), преодолев господствовавшую в Ж. тех лет условность, черноту колорита, обновив технику и приёмы организации живописной поверхности, выявив красоту чистого цвета, трепетной живописности, фактурных эффектов. В 19 в. в Европе господствует станковая Ж. маслом, в декоративном отношении ещё меньше, чем прежде, связанная с предметной средой. Техника масляной Ж. приобретает во мн. случаях ярко индивидуальный, свободный характер, но постепенно утрачивает присущие ей раньше тщательность, строгую систематичность , многослойность; снижается прочность произв. Ж. (чему способствовало и распространение новых красок фабричного произ-ва взамен употреблявшихся ранее красок ручного приготовления); палитра расширяется (создаются новые пигменты и связующие); вместо тёмных цветных грунтов, характерных для 18 в., ещё в нач. 19 в. вновь внедряются белые грунты. Как и др. виды монументального иск-ва (архитектура, скульптура), монументально-декоративная Ж., использовавшая в 19 в. почти исключительно клеевые или масляные краски, приходит в это время в упадок. Лишь в кон. 19 - нач. 20 вв. делаются попытки возрождения монументальной Ж. и слияния различных видов Ж. с произв. декоративно-прикладного иск-ва и архитектурой в единый ансамбль (гл. обр. в иск-ве "модерна"); обновляются и технич. средства монументально-декоративной Ж., разрабатывается техника силикатной Ж.

В кон. 19-20 вв. во всём мире развитие Ж. становится особенно сложным и противоречивым; одновременно сосуществуют и борются реалистич. и модернистич. течения. Оплодотворённая идеалами Великой Окт. революции, вооружённая методом социалистич. реализма, интенсивно развивается Ж. в СССР и др. социалистич. странах. Возникают новые школы Ж. в странах Азии и Африки, Австралии, Лат. Америки.

Реалистич. Ж. в кон. 19-20 вв. своими демократич. тенденциями, тесной связью с жизнью следует лучшим традициям Ж. предшествующих эпох. В то же время её отличает стремление познать и показать мир во всей его противоречивости, сущность происходящих в социальной действительности глубинных процессов, внутр. смысл жизненных явлений, не имеющих порой достаточно наглядного облика; поэтому отражение и истолкование мн. явлений реальности обретает нередко обострённо-субъективный, обобщённо-символич. характер. Ж. 20 в. наряду с чувственно-достоверным, иллюзорным, объёмно-пространственным способом изображения широко использует новые (а также и восходящие к древности) условные принципы трактовки зримого мира. Уже в Ж. постимпрессионизма (П. Сезанн, В. ван Гог, П. Гоген, А. Тулуз-Лотрек) и отчасти в Ж. "модерна" зарождаются черты, определившие особенности нек-рых течений 20 в. (активное выражение сугубо личного отношения художника к миру, эмоциональ-но-психологич. сила и ассоциативность цвета, мало связанного с наблюдаемыми в жизни красочными отношениями, ут-рированность форм, декоративность). В первом течении, возникшем в 20 в.,- в фовизме - характер образа, броскость ярких цветовых контрастов отчётливо диктуются прежде всего субъективной волей художника, интенсивно переживающего действительность. Поновому осмысляется мир в иск-ве великих рус. живописцев кон. 19 - нач. 20 вв.- в социально-насыщенных, образно-заострённых картинах В. А. Серова, напряжённо-драматич. произв. М. А. Врубеля.

В 20 в. действительность осознаётся и претворяется в разных аспектах в Ж. крупнейших художников капиталистич. стран: П. Пикассо, А. Матисса, Ф. Леже, А. Марке во Франции; Д. Риверы, X. К. Ороско, Д. Сикейроса в Мексике; Р. Гуттузо в Италии; Дж. Беллоуза, Р. Кента в США. Во мн. их картинах, настенных росписях нашло повышенно-эмоциональное выражение правдивое осмысление трагич. противоречий действительности, переходящее в обличение уродств капиталистич. строя; Ж. передовых художников пропагандирует прогрессивные политич. идеи современности, с особой широтой, эпичностью и экспрессией воссоздавая ист. и совр. события; в ней воплотились также жизнерадостнооптимистич. восприятие мира, увлечение его материальностью. С эстетич. осмыслением новой, "технической" эры связано не только отражение пафоса индустриализации жизни, не только проникновение в Ж. геометричных, "машинных" форм, к к-рым нередко сводятся формы органические, но и поиски в Ж. отвечающих мироощущению современного человека, его духовным потребностям эмоционально-образных цветовых решений, новых форм, к-рые могут быть использованы в декоративном иск-ве, архитектуре и пром-сти.

Широкое распространение в Ж., гл. обр. капиталистич. стран, с нач. 20 в. получили различные модернистич. течения (см. Модернизм), отражающие общий кризис культуры бурж. общества, в той или иной степени порывающие живую связь с реальностью; однако и в модернистич. Ж. порой находят косвенное отражение "больные" проблемы современности, безудержный дух протеста (напр., в Ж. экспрессионизма с её драматич. неистовостью, кризисными настроениями). В Ж. мн. модернистич. течений (кубизм, футуризм, сюрреализм) отдельные более или менее легко узнаваемые элементы зримого мира фрагментируются или геометризируются, предстают в неожиданных, иногда алогичных сочетаниях, порождающих множество ассоциаций, сливаются порой с чисто абстрактными формами. Дальнейшая эволюция многих из этих течений уже в 1910-х гг. привела к полному отказу от изобразительности, к появлению абстрактной Ж. (см. Абстрактное искусство), что ознаменовало распад Ж. как средства отражения и познания действительности; абстрактная Ж. вплоть до 1960-х гг. была широко распространена в иск-ве гл. обр. капиталистич. стран. С сер. 1960-х гг. в странах Зап. Европы и Америки Ж. порой становится одним из элементов "поп-арта".

В 20 в. возрастает роль монументально-декоративной Ж., как изобразительной (напр., революц.-демократич. монументальная Ж. в Мексике), стремящейся в первую очередь вовлечь массового зрителя в круг воплощаемых ею идей, так и неизобразительной, обычно плоскостной, отвлечённо-орнаментальной, гармонирующей с геометризованными формами совр. архитектуры. В то же время станковая Ж. по-прежнему играет гл. роль, хотя усиление декоративности элементов художеств. формы нередко делает станковую картину частью общего архитектурно-художеств. ансамбля.

В 20 в. растёт интерес к исканиям в области техники Ж. (в т. ч. восковой и темперной; для монументальной Ж. изобретаются новые краски - пироксилиновые в Мексике, силиконовые, на кремнийорганич. смолах в СССР), однако по-прежнему преобладает масляная Ж.

Многонац. советская Ж. тесно связана с коммунистич. идеологией, с принципами партийности и народности иск-ва. Опираясь на традиции реализма, сов. Ж. критически перерабатывает опыт рус. и мировой Ж., художеств. систем, сложившихся во 2-й пол. 19 - нач. 20 вв. Обогащённая новым видением мира, она представляет качественно иной этап развития Ж., к-рый определяется торжеством метода социалистич. реализма. В СССР Ж. развивается во всех союзных и автономных республиках, зарождаются новые нац. школы Ж. Сов. Ж. присущи острое ощущение реальности, чувственной, материальной плоти мира, духовная насыщенность образов, а часто и романтич. приподнятость образного строя. Стремление охватить социалистич. действительность во всей её сложности, полноте привело к использованию многообразных жанровых форм, к-рые наполняются новым содержанием. Уже с 1920-х гг. особое значение приобретает историко-революц. тема (полотнаМ. Б. Грекова, А. А. Дейнеки, К. С. Петрова-Водкина, Б. В. Иогансона, И. И. Бродского, А. М. Герасимова). Позднее появляются патриотич. полотна, повествующие о героич. прошлом России, показывающие ист. драму Великой Отечеств. войны 1941-45, стойкость сов. человека.

Большую роль в развитии сов. Ж. играет портрет. Одно из его направлений - типологическое - создаёт собират. образы людей из народа, участников революц. переустройства жизни (А. Е. Архипов, Г. Г. Ряжский и др.), другое продолжает традиции углублённого психологич. портрета, показывающего внутр. мир, духовный склад сов. человека (М. В. Нестеров, С. В. Малютин, П. Д. Корин и др.). Во мн. портретах на первый план выступает присущее сов. Ж. жизнеутверждающее начало (напр., в произв. П. П. Кончаловского).

Типичный уклад жизни сов. людей со всеми её многообразными проявлениями отражается в жанровой Ж., дающей поэтически яркое изображение новых людей и нового быта. Для сов. Ж. характерны большие полотна, проникнутые пафосом социалистич. строительства (С. В. Герасимов, А. А. Пластов, Ю. И. Пименов, Т. Н. Яблонская и др.). Много места занимают картины труда, часто привлекающие своим нац. колоритом. Эстетическое утверждение своеобразных форм жизни союзных и авт. республик лежит в основе сложившихся в сов. Ж. нац. школ (М. Сарьян, С. А. Чуйков, У. Тансыкбаев, Т. Салахов, Э. Илтнер, М. А.Савицкий, А. Гудайтис, А. А. Шовкуненко и др.), представляющих составные части единой художеств. культуры сов. социалистич. общества.

В пейзажной Ж., как и в др. жанрах, нац. художественные традиции сочетаются с поисками нового, с совр. чувством природы. Лирич. линия рус. пейзажной Ж. (В. Н. Бакшеев, Н. П. Крымов, Н. М. Ромадин и др.) дополняется развитием индустр. пейзажа с его стремительными, активными ритмами, с мотивами преображённой природы (Б. Н. Яковлев, Г. Г. Нисский). Высокого уровня достигла натюрмортная Ж. (И. И. Машков, П. П. Кончаловский).

Эволюция социальных функций Ж. сопровождается общим развитием живописной культуры. В границах единого реалистического метода сов. Ж. добивается многообразия художеств. форм, приёмов, индивидуальных стилей. Тяга к монументальным формам характеризует сов. Ж. с первых лет её существования. Широкий размах строительства, создание крупных обществ. зданий и мемориальных ансамблей способствовали развитию монументально-декоративной Ж. (работы В. А. Фаворского, Е. Е. Лансере, П. Д. Корина), возрождению техники темперной росписи, фрески и мозаики. В 1960-е гг. усилилось взаимовлияние монументальной и станковой Ж., возросло стремление максимально использовать выразит. средства Ж.

Лит.: Юон К., О живописи, Л., 1937; Киплик Д. И., Техника живописи, [6 изд.], М. -Л., 1950; Каменский А., Зрителю о живописи, М., 1959; Сланский Б., Техника живописи, пер. с чеш., М., 1962; Недошивин Г. А., Беседы о живописи, 2 изд., М., 1964; Всеобщая история искусств, тт. 1 - 6, М., 1956-66; История русского искусства, тт. 1 -13, М., 1953- 1969; Виппер Б. Р., Статьи об искусстве, М., 1970; Ward J., History and method of ancient and modern painting, v. 1-4, L., 1913-21; Venturi L., Painting and painters, N. Y. -L., 1946; Fоsсa F., La peinture qu'est-ce que c'est?, [Porrentruy, 1947]; Соgniat R., Histoire de la peinture, P., 1956; Barron J. N., The language of painting, Cleveland - N. Y., 1967. См. также лит. при статьях Искусство. Искусства пластические.

В. В. Филатов (общие вопросы живописи, история живописи до кон. 19 в.), О. В. Мамонтова (живопись кон. 19-20 вв.), М. Л. Нейман (советская живопись).
ЖИЗНЕОБЕСПЕЧЕНИЕ в космическом полёте, системы жизнеобеспечения (СЖО), комплекс мероприятий, направленных на обеспечение жизне
ЖИЗНЕОБЕСПЕЧЕНИЕ в космическом полёте, системы жизнеобеспечения (СЖО), комплекс мероприятий, направленных на обеспечение жизнедеятельности экипажа космич. корабля на протяжении полёта. Верхние слои атмосферы Земли и тем более космич. пространство, условия на поверхности планет Солнечной системы непригодны для жизни высокоорганизованных существ, включая человека. Поэтому жизнь и деятельность человека в космич. пространстве может быть обеспечена созданием в космич. кораблях, на искусств. спутниках Земли или планетных станциях искусств. среды обитания, близкой к оптимальной области диапазона жизни на Земле, в её биосфере. Это относится как к возд. среде - искусств. атмосфере корабля, так и к тем элементам среды, в широком смысле слова, к-рые необходимы для питания и поддержания водного баланса организма человека.

Существование человека основано на непрерывном обмене вещества и энергии с окружающей средой. Создание возможностей для этого является функцией СЖО. Т. о., СЖО - комплекс устройств, агрегатов и запасов веществ, обеспечивающих необходимые условия жизнедеятельности экипажа в течение всего полёта. Частные системы (подсистемы) этого комплекса обеспечивают соответствующие им отд. стороны жизнедеятельности (обмена веществ) организма: питание, водный обмен, газообмен, теплообмен (терморегулирование), отправление естеств. надобностей и т. д. Такова типовая структура СЖО в наиболее часто употребляемом узком значении этого термина. СЖО могут быть коллективными (СЖО космич. кораблей и планетных станций) и индивидуальными, напр. автономные СЖО, применяемые вместе со скафандрами.

В более широком смысле к сфере СЖО иногда относят все остальные устройства и предметы, служащие для обеспечения гигиенич., бытовых, культурных и эстетич. потребностей экипажа. Необходимость наиболее полного удовлетворения этих потребностей существенно возрастает с увеличением продолжительности пребывания экипажа в космосе, когда эти стороны деятельности человека могут приобретать значение жизненно важных факторов. Частные СЖО делятся на нерегенеративные, предусматривающие создание бортовых запасов пищи, воды, кислорода, и регенеративные, основанные на регенерации этих веществ из продуктов жизнедеятельности человека или др. обитателей космич. кораблей и спутников.

Принципиальная возможность регенерации всех необходимых для жизнедеятельности человека веществ осн. на том, что организм выделяет в составе продуктов жизнедеятельности все те химич. элементы, к-рые он получил в виде пищи и воды, а также поглощённый при дыхании кислород. Т. о., практически создаётся замкнутый круговорот необходимых веществ. Регенерация пищевых веществ (из углерода углекислого газа, воды, минеральных элементов мочи и кала) может быть, в принципе, осуществлена при использовании способных к фото- или химосинтезу автотрофных организмов. Ведутся также поисковые исследования по искусств. синтезу пищевых углеводов из углекислого газа и воды.

При расчётах СЖО исходят из потребности человека в пище, воде и кислороде, а также из кол-ва выводимых продуктов жизнедеятельности, что вместе составляет материальный баланс обмена веществ в организме человека (см. табл. 1). Помимо этого, в СЖО предусматривается запас воды для туалета, кол-во к-рой при нерегенеративных системах и кратковременных полётах ок. 100 г/чел-сут; при длительных полётах это кол-во увеличивается до 2-2,5 кг/чел-сут. Вода составляет (в зависимости от кол-ва её для туалетных надобностей) 60-80% от массы запасаемых веществ. Поэтому регенеративные системы водообеспечения делают весовой баланс СЖО ниже, чем СЖО с нерегенеративными системами (пропорционально числу членов экипажа и длительности полёта). Исходя из этого, при расчётах СЖО материальный баланс измеряется в чел-сут.

Разнообразием принципиальных подходов и решений отличается система обеспечения кислородом (табл. 2). Приведённые в таблице методы регенерации кислорода являются лишь наиболее разработанными и не исчерпывают возможных технологич. принципов регенерации. Методика и аппаратура для регенерации кислорода электролизом воды позволяет обеспечить газообмен человека с помощью установки, к-рая весит ок. 30 кг, при электрич. мощности ок. 10 вт на 1 л кислорода. Биол. регенерация кислорода может быть осуществлена фотосинтезирующими одноклеточными водорослями, из к-рых наиболее изучена хлорелла. В лабораторных экспериментах длительностью до 60 сут показана возможность обеспечения газообмена человека при объёме культуры водорослей порядка 20-30 л на человека и затрате минеральных солей ок. 50 г/чел-сут. Такая система одновременно обеспечивает и поглощение выделяемого человеком углекислого газа.

Табл. 1.- Примерный материальный баланс обмена веществ человека
Потребление г/чел-сут



Выделение, г/чел-сут


Пища

500

Углекислый газ

930
Кислород

800
Вода

2200

Водяные пары

840




Моча

1500
Кал

230
Итого

3500

Итого

3500

В более сложных вариантах фотосинтетич. регенеративной системы расход минеральных солей может быть в неск. раз уменьшен в связи с использованием минеральных элементов мочи. В этом случае одновременно обеспечивается наиболее энергоёмкий этап регенерации воды из мочи - испарение. Кроме того, часть биомассы водорослей может быть использована в пищевом рационе человека (до 20% белковой части рациона). Применение хемосинтетических газообменников на основе водородокисляющих бактерий целесообразно при наличии электролизной системы, когда получаемый в ней водород не утилизируется для гидрирования углекислого газа, окиси углерода или метана в приведённых физико-хим. процессах. Помимо компенсации убыли кислорода, для поддержания состава атмосферы корабля необходимо также удалять избыток углекислого газа и водяных паров. Двуокись углерода может быть удалена физ. методами (вымораживание, конденсация) и применением щелочных хим. поглотителей. Более экономично использовать регенерируемые сорбенты (цеолиты, карбонаты). Попеременная работа двух патронов с цеолитом в режиме "сорбция-десорбция" обеспечивает поглощение углекислого газа, выделяемого 2 членами экипажа при массе установки ок. 40 кг.

Избыток водяных паров из воздуха может удаляться с помощью перегенерируемых хим. поглотителей, регенерируемых сорбентов (цеолиты), а также физ. методами - вымораживанием и конденсацией. В существующих космим. кораблях часть водяных паров конденсируется на холодных поверхностях жидкостно-возд. теплообменников, входящих в систему терморегулирования обитаемых кабин.

Частные СЖО - регенерации кислорода, удаления углекислого газа и волы - составляют единый комплекс обеспечения состава атмосферы корабля. Иногда к этой системе относят также систему терморегулирования и фильтры очистки воздуха от вредных примесей. Функции этих систем могут выполняться отд. независимыми устройствами. Так, в частности, была решена СЖО атмосферы в амер. кораблях "Меркурий", "Джемини" и "Аполлон", основанная па запасах кислорода, нерегенерируемых поглотителей углекислого газа и водяных паров. Хим. системы обеспечивают сопряжённость рассматриваемых процессов в пределах одной системы. Именно такое решение было использовано в сов. кораблях "Восток", "Восход" и "Союз", где применялась нерегенеративная система на основе надперекиси щелочного металла. Выделение кислорода регенеративным веществом связано с вполне определёнными кол-вами поглощаемой воды и углекислого газа (рис.).

Система водообеспечсния основывается па запасах воды. В космич. корабле "Аполлон" питьевая вода вырабатывалась также из запасов кислорода и водорода, "сжигавшегося" в электрохимич. генераторах (топливных элементах) для получения электроэнергии. Разработаны различные физико-хим. методы регенерации воды из конденсата мочи п атм. влаги. Конденсат атм. парой достаточно эффективно очищается от неизбежных органич. примесей каталитич. окислением, а также с помощью ионообменных смол и углей. В наиболее разработанных методах регенерации поды из мочи используются режимы испарения при различных давлении и темп-ре, с последующим каталитич. окислением загрязняющих примесей в паровой фазе и очисткой получаемого конденсата сорбентами. Данные методы позволяют регенерировать большую часть потребляемой воды, а при дальнейшем их совершенствовании - добиться практически замкнутого цикла её регенерации.

В отличие от предыдущих систем, обеспечение пищей не имеет ближайших перспектив перехода к регенеративным системам. Запасы пищи в космич. корабле состоят из продуктов и готовых блюд, консервированных в их естеств. состоянии или в обезвоженном виде (см. Лиофилизация). Регенерация пищевых веществ возможна на основе использования фотосинтезирующих зелёных растений. Поскольку при этом также решается задача поглощения углекислого газа и регенерации воды, то возможно создание СЖО по типу закрытой экологической системы, основанной па замкнутом биол. круговороте огранич. кол-ва вещества. Нужные для человека вещества непрерывно воссоздаются в такой системе благодаря жизнедеятельности растений, животных и микроорганизмов. Для этого следует расположить комплекс необходимых организмов (см. Биокомплекс) в такую функциональную замкнутую цепь, включающую и человека, где "выходные" характеристики предыдущего звена соответствуют параметрам "входа" последующего. В результате такой организации материально-энергетич. отношений между элементами системы возникает новое качество - целостная система высшего порядка, обладающая свойствами закрытой термодинамич. системы.

Табл. 2. - Основные технологические принципы систем регенерации кислорода


Нерегенеративные системы
физические

физико-химические

химические
Формы запасаемого кислорода

молекулярный кислород: газообразный, жидкий

химически связанный в форме воды

химически связанный в составе: перекисей, надперекисей и озонидов щелочных металлов, перхлоратов, перекиси водорода
Способы мобилизации запаса

ступенчатая редукция газа высокого давления; испарение сжиженного газа и редукция

электролиз воды (свободной или связанной фосфорным ангидридом)

химическое разложение кислородных соединений металлов при поглощении ими воды и углекислоты; каталитическое разложение перекиси водорода
Источники энергии

внутренняя энергия сжатого или сжиженного газа

внешние источники энергии

энергия экзотермических реакций


Регенеративные системы
физико- химические

биологические
Источники кислорода

углекислый газ и вода, выделяемые человеком как продукты окисления пищевых веществ

углекислый газ и вода, выделяемые человеком как продукты окисления пищевых веществ
Методы регенерации

электролиз воды; прямое восстановление углекислого газа водородом до углерода и воды с последующим электролизом воды; восстановление углекислого газа водородом до метана (или окиси углерода) и воды с последующим электролизом воды

фотосинтез зелёных растений, хемосинтез автотрофных бактерий (напр., водородокисляющих)
Форма потребляемой энергии

тепловая, электрическая



для фотосинтеза- световая; для хемосинтеза - электрическая (для получения водорода)

Такая система в принципе способна к автономному существованию без поступления вещества извне, насколько это позволит степень согласованности входных и выходных характеристик смежных звеньев системы. При этом впервые возникает ситуация, когда существование самой системы становится в зависимость от жизнедеятельности человека как одного из её функциональных элементов. Эта зависимость настолько велика, что привычное представление о СЖО, как о чём-то внешнем по отношению к человеку, теряет своё основание, поскольку человек здесь является объектом обеспечения в той же мере, в какой он сам необходим в качестве составной части системы как целого. Это показывает всю условность термина СЖО по отношению к закрытым экологич. системам, включающим человека. Лит.: Проблемы космической биологии, т. 5 - 7, Л.- М., 1967: Космическая биология и медицина. М., 1966. О. Г. Газенко.

ЖИЗНЕСПОСОБНОСТЬ, 1) способность особи (или популяции) жить и давать потомство. Ж. популяции определяется плодовитостью, длительностью периода размножения и кол-вом достигших Половозрелости особей. 2) Способность особи выживать до определённого момента жизненного цикла, напр. до начала периода размножения. Мерилом Ж. мутанта служит относит. частота доживания до этого периода мутировавших особей по сравнению с немутировавшими.

ЖИЗНЕСПОСОБНОСТЬ СЕМЯН, свойство семян сохранять способность к прорастанию. Только что убранные или хранящиеся при низкой темп-ре семена часто не прорастают, хотя и имеют здоровый зародыш, т. е. жизнеспособны. Это вызывается периодом покоя, после прохождения к-рого семена могут дать нормальные всходы. Ж. с. определяют при контрольно-семенном анализе, число живых семян выражают в процентах от общего числа семян, взятых для анализа. Методы определения Ж. с. предусмотрены гос. стандартами.

ЖИЗНЬ, высшая по сравнению с физической и химической форма существования материи, закономерно возникающая при определённых условиях в процессе её развития. Живые объекты отличаются от неживых обменом веществ - непременным условием Ж., способностью к размножению, росту, активной регуляции своего состава и функций, к различным формам движения, раздражимостью, приспособляемостью к среде и т. д. Однако строго научное разграничение на живые и неживые объекты встречает определённые трудности. Так, до сих пор нет единого мнения о том, можно ли считать живыми вирусы, к-рые вне клеток организма хозяина не обладают ни одним из атрибутов живого: в вирусной частице в это время отсутствуют метаболич. процессы, она не способна размножаться и т. д. Специфика живых объектов и жизненных процессов может быть охарактеризована в аспекте как их материальной структуры, так и важнейших функций, лежащих в основе всех проявлений Ж. Наиболее точное определение Ж., охватывающее одновременно оба эти подхода к проблеме, дал ок. 100 лет назад Ф. Энгельс: "Жизнь есть способ существования белковых тел, и этот способ существования состоит по своему существу в постоянном самообновлении химических составных частей этих тел" (М аркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 20, с. 82). Термин "белок" тогда ещё не был определён вполне точно и его относили обычно к протоплазме в целом. Все известные ныне объекты, обладающие несомненными атрибутами живого, имеют в своём составе два осн. типа биополимеров: белки и нуклеиновые кислоты (ДНК и РНК). Сознавая неполноту своего определения, Энгельс писал: "Наша дефиниция жизни, разумеется, весьма недостаточна, поскольку она далека от того, чтобы охватить все явления жизни, а, напротив, ограничивается самыми общими и самыми простыми среди них... Чтобы получить действительно исчерпывающее представление о жизни, нам пришлось бы проследить все формы ее проявления, от самой низшей до наивысшей" (там же, с. 84).

Ч. Дарвин в последних строках "Происхождения видов" пишет об осн. законах, лежащих, по его мпснию, в основе возникновения всех форм Ж.: "Эти законы, в самом широком смысле - Рост и Воспроизведение, Наследственность, почти необходимо вытекающая из воспроизведения, Изменчивость, зависящая от прямого или косвенного действия жизненных условий и от упражнения и неупражнения, Прогрессия размножения, столь высокая, что она ведет к Борьбе за жизнь и се последствию - Естественному Отбору..." (Соч., т. 3, М.-Л., 1939, с. 666). Если оставить в стороне роль упражнения, которое, по позднейшим данным, служит фактором ненаследственной изменчивости, обобщение Дарвина сохраняет силу и поныне, а его основные законы Ж. сводятся к двум ещё более общим. Это прежде всего способность живого ассимилировать полученные извне вещества, т. е. перестраивать их, уподобляя собственным материальным структурам, и за счёт этого многократно воспроизводить их (репродуцировать).

При этом, если исходная структура случайно изменилась (см. Mутация), то она продолжает воспроизводиться в новом виде. Способность к избыточному самовоспроизведению лежит в основе роста клетки, размножения клеток и организмов и, следовательно,- прогрессии размножения (осн. условие для естественного отбора), а также в основе наследственности и наследственной изменчивости. Сов. биохимик В. А. Энгельгардт рассматривает воспроизведение себе подобного как фундаментальное свойство живого, к-рое ныне получаст интерпретацию в терминах химических понятий па подлинно молекулярном уровне. Др. особенность живого заключается в огромном многообразии свойств, приобретаемых благодаря изменчивости материальными структурами живых объектов. Каждое из этих двух фундаментальных свойств связано в основном с функцией одного из двух биополимеров. "Запись" наследственных свойств, т. е. кодирование признаков организма, необходимое для воспроизведения, осуществляется с помощью ДНК и РНК, хотя в самом процессе репродукции непременно принимают участие белки-ферменты. Т. о., живой является не отдельная молекула ДНК, белка или РНК, а их система в целом. Реализация многообразной информации о свойствах организма осуществляется путём синтеза согласно генетическому коду различных белков (ферментных, структурных и т. д.), к-рые благодаря своему разнообразию и структурной пластичности обусловливают развитие самых различных физ. и хим. приспособлений живых организмов. На этом фундаменте в процессе эволюции возникли непревзойдённые по своему совершенству живые управляющие системы. Т. о., Ж. характеризуется высокоупорядоченными материальными структурами, содержащими два типа биополимеров (белок п ДНК или РНК), к-рые составляют живую систему, способную в целом к самовоспроизведению по принципу матричного синтеза. Характерная особенность химич. состава известных нам форм Ж. - асимметрия оптически активных веществ, представленных в живых объектах левовращающими или правовращающими формами.

Ж. возможна лишь при определённых физ. и хим. условиях (температура, присутствие воды, ряда солей и т. д.). Однако прекращение жизненных процессов, напр. при высушивании семян или глубоком замораживании мелких организмов, не ведёт к потере жизнеспособности. Если сохраняется неповреждённой структура, она при возвращении к нормальным условиям обеспечивает восстановление жизненных процессов.

Ж. качественно превосходит др. формы существования материи в отношении многообразия и сложности хим. компонентов и динамики протекающих и живом превращений. Живые системы характеризуются гораздо более высоким уровнем упорядоченности структурной и функциональной, в пространстве и во времени. Структурная компактность и энергетич. экономичность живого - результат высочайшей упорядоченности на молекулярном уровне. Одно из важных следствии этой компактности - универсальный эффект "усиления", характерный для всех живых систем. Так, в 5*10-15 г ДНК, содержащейся в оплодотворённом яйце кита, заключена информация для подавляющего большинства признаков животного, к-рос весит 5*Ю7 г. Здесь, следовательно, при наличии необходимых условий масса возрастает на 22 порядка. "Именно в способности живого создавать порядок из хаотического теплового движения молекул,- пишет Энгельгардт,- состоит наиболее глубокое, коренное отличие живого от неживого. Тенденция к упорядочению, к созданию порядка из хаоса есть не что иное, как противодействие возрастанию энтропии" ("Коммунист", 1969, № 3, с. 85).

Живые системы обмениваются с окружающей средой энергией, веществом и информацией, т. е. являются открытыми системами. При этом, в отличие от неживых систем, в них не происходит выравнивания энергетич. разностей и перестройки структур в сторону более вероятных форм, а наблюдается обратное: восстанавливаются разности энергетич. потенциалов, хим. состава и т. д., т. с. непрерывно происходит работа "против равновесия" (Э. Бауэр). На этом основаны ошибочные утверждения, что живые системы якобы не подчиняются второму закону термодинамики. Однако местное снижение энтропии в живых системах возможно только за счёт повышения энтропии в окружающей среде, так что в целом процесс повышения энтропии продолжается, что вполне согласуется с требованиями второго закона термодинамики. По образному выражению австр. физика Э. Шрёдингера, живые организмы как бы питаются отрицательной энтропией (негэнтропией), извлекая её из окружающей среды и увеличивая этим возрастание положительной энтропии в ней.

Ж. на Земле, зародившаяся не менее 1,5-2 млрд. лет назад (см. Происхождение жизни), представлена громадным числом организмов. Каждый организм может существовать только при условии постоянной тесной связи со средой, т. е. с др. организмами и неживой природой, причём связь эта носит двусторонний характер. Ж. со всеми её проявлениями произвела глубочайшие изменения в развитии нашей планеты, по крайней мере наружных её оболочек. Совершенствуясь в процессе эволюции, живые организмы всё шире распространялись по планете, принимая всё большее участие в перераспределении энергии и веществ в земной коре, а также в воздушной и водной оболочках Земли. Возникновение и распространение растительности привели к коренному изменению состава атмосферы, первоначально содержавшей очень мало свободного кислорода и состоявшей гл. обр. из двуокиси углерода и, вероятно, метана и аммиака. Растения, ассимилирующие углерод из СО2, привели к созданию атмосферы, содержащей свободный кислород и лишь следы CO2. Свободный кислород в составе атмосферы служил ие только активным хим. агентом, но также источником озона, преградившего путь коротким ультрафиолетовым лучам к поверхности Земли ("озоновый экран"). Одновременно углерод, веками скапливавшийся в остатках растений, образовал в земной коре грандиозные энергетич. запасы в виде залежей органич. соединений (каменный уголь, торф). Растит. покров изменил физ. и хим. характеристики планеты; изменился, в частности, коэффициент отражения поверхностью суши различных участков солнечного спектра. Развитие Ж. в Мировом океане привело к созданию осадочных пород, состоящих из скелетов и др. остатков мор. организмов. Эти отложения, их механич. давление, хим. и физ. превращения изменили поверхность земной коры. Активное избирательное поглощение веществ организмами вызвало перераспределение веществ в верх. слоях коры. Всё это свидетельствует о наличии на Земле особой оболочки, назв. сов. геохимиком В. И. Вернадским биосферой, в к-рой развёртывались и продолжаются поныне жизненные явления.

В ходе эволюции живых организмов всё более совершенствовались процессы регуляции и приспособления их к внеш. условиям, что у свободно подвижных животных способствовало развитию центр. нервной системы. Развитие под влиянием общественного труда наиболее совершенной формы высшей нервной деятельности у предков человека создало предпосылки для перехода Ж. на новый - социальный - уровень, связанный с новой формой движения, свойственной человеку и качественно отличной от биологической, присущей остальным формам Ж. После перехода на этот уровень, с возникновением обществ. сознания, становится возможным прогнозирование развития и создание новых форм регуляции и приспособления, к-рые способны обеспечить преимущества, невозможные в процессе чисто биологич. развития.

Лит.: Энгельс Ф., Диалектика природы, Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 20; его же, Анти-Дюринг. там же; Ленин В. И., Материализм и эмпириокритицизм, Полн. собр. соч., 5 изд., т. 18; Вернадский В. И., Биосфера, т. 1-2, Л., 1926; Бауэр Э. С., Теоретическая биология, М.- Л., 1935; Шредингер Э., Что такое жизнь с точки зрения физики?, пер. с англ., М., 1947; Шмальгаузен И. И., Кибернетические вопросы биологии, Новосиб., 1968; Малиновский А. А., Некоторые вопросы организации биологических систем, в сб.; Организация н управление, М., 1968; Энгельгардт В., Проблема жизни в современном естествознании, "Коммунист", 1969, №3; ВеrtaIanffу L. vоn. Problems of life, N. Y., [1960]. А. А.Малиновский.
913.htm
ЖУК-НОСОРОГ (Oryctеs nasicornis), насекомое сем. пластинчатоусых. Тело массивное (дл. до 4 см);окраска каштаново-бурая; ноги толстые, сильные, передние - копательные, задние - с опорными зубчиками и шипиками. У самца на голове загнутый назад рог. Распространён Ж.-н. в Европе, от смешанных лесов до степей. Ж.-н. летает с наступлением темноты. Личинка толстая, жёлто-белая, С-образно изогнутая, дл. до 10 см; питается разлагающимися растит. веществами: древесной трухой, навозом и т. п. Иногда вредит корням парниковых растений.



ЖУКОВ Анатолий Борисович [р. 24.7(6.8). 1901, Харьков], советский лесовед, акад. АН СССР (1966). Окончил Харьковский ин-т с. х-ва и лесоводства (1923). Работал в опытном лесничестве и на Центр. лесной опытной станции Украины (1923-30), в Ин-те лесного х-ва в Харькове (1930-37) и Гомеле (1938-42), во Всесоюзном и.-и. ин-те лесоводства и механизации лесного х-ва (1942-56), в Ин-те леса АН СССР (1956-58); директор Ин-та леса и древесины Сиб. отделения АН СССР (с 1958). Осн. труды по дубовым лесам, их возобновлению, по агротехнике создания гос. лесных полос и дубрав пром. значения, повышению продуктивности лесов СССР: впервые предложил метод специализации лесного х-ва и разработки системы лесо-хозяйств. мероприятий, определяемой уровнем развития лесного х-ва. Ряд работ Ж. посвящён технич. свойствам древесины сосны, дуба, ясеня и др. пород в связи с условиями их произрастания. Награждён 2 орденами Ленина, орденом Трудового Красного Знамени и медалями.

Соч.: Дубравы УССР и способы их восстановления, М.- Л., 1949: Современные вопросы лесного хозяйства л лесной промышленности в зарубежных странах, М.. 1962 (соавтор); Леса' СССР, т. 1-5, М., 1966 - 1970 (соавтор).



ЖУКОВ Борис Петрович [р.ЗО.10(12.11). 1912, Самарканд], советский учёный в области техиич. химии, чл.-корр. АН СССР (1968), Герой Социалистич. Труда (1966). Чл. КПСС с 1944. Окончил Моск. химико-технологич. ин-т им. Д. II. Менделеева (1937). Гос. пр. СССР (1951, 1967). Награждён 2 орденами Ленина, 2 др. орденами, а также медалями.

ЖУКОВ Гавриил Васильевич [12(24).3. 1899, с. Березовый Гай, ныне Волжского р-на Куйбышевской обл.,- 8. 1. 1957, Одесса], советский военачальник, вице-адмирал (1944). Чл. КПСС с 1919. В ВМФ с 1918. Участвовал в Гражд. войне 19