загляните на купон-скидку или справочники: окна kbe, окна veka, окна rehau, остекление балкона, остекление лоджии, изготовление окон, монтаж окон, остекление, производство окон, металлопластиковые окна, окна пвх, пластиковые окна, установка окон, стеклопакеты и евроокна.



ВСЁ О СТРОИТЕЛЬСТВЕ, ЖЕЛЕЗОБЕТОНЕ, БЕТОНЕ, АРХИТЕКТУРЕ И НЕ ТОЛЬКО...:
ОПРЕДЕЛЕНИЯ:

АСФАЛЬТИРОВАНИЕ, устройство асфальтобетонных покрытий на автомобильных дорогах, улицах, аэродромах и т. п. путём укладки и уплотнения асфальтобетонной смеси по предварительно подготовленному основанию. В зависимости от назначения покрытия асфальтобетонную смесь (асфальтобетон) укладывают в один или два слоя на основание из щебня, гравия (нежёсткое основание) или бетона (жёсткое основание). Нижний слой толщиной 4-5 см устраивают из крупно- или среднезерни-стой смеси с остаточной пористостью 5-10% ; верхний слой толщиной 3-4 см-из средне- или мелкозернистой смеси (остаточная пористость 3-5%). При тяжёлых нагрузках и интенсивном движении транспорта покрытия устраивают 3-4-слойными общей толщиной 12-15 см. АСФАЛЬТИРОВАНИЕ начинается с очистки основания от пыли и грязи механич. дорожными щётками и поливомоечными машинами, исправления неровностей основания, обработки его поверхности жидким битумом или битумной эмульсией. Асфальтобетонная смесь приготовляется в асфальтобетоно-смесителях на стационарных или полустационарных заводах (установках), доставляется на место автомобилями-самосвалами и загружается в приёмный бункер асфалътобетоноукладчика, к-рый укладывает, разравнивает и предварительно уплотняет смесь. Окончат. уплотнение осуществляется катками дорожными. .


КОММУНАЛЬНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО, отрасль строительства, занятая сооружением объектов, связанных с обслуживанием жителей городов, посёлков городского типа, районных сельских центров и населённых пунктов сельской местности. В числе этих объектов: системы водоснабжения и канализации с очистными сооружениями и сетями; сооружения городского электрического транспорта с путевым, энергетическим хозяйством, депо и ремонтными предприятиями; сети газоснабжения и теплоснабжения с распределительными пунктами, районными и квартальными котельными; электрические сети и устройства напряжением ниже 35 кв; гостиницы; городские гидротехнические сооружения; объекты внешнего благоустройства населённых мест, озеленения, дороги, мосты, путепроводы, ливнестоки; предприятия санитарной очистки, мусороперерабатывающие и др. Планомерное развитие КОММУНАЛЬНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА в СССР началось ещё в 1-й пятилетке и осуществлялось нарастающими темпами до начала Великой Отечеств, войны 1941-45. В годы 4-й пятилетки (1946-50) проводились работы по восстановлению объектов коммунального назначения, разрушенных во время нем.-фаш. оккупации. В последующие годы КОММУНАЛЬНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО велось высокими темпами в связи с бурным развитием промышленности, культуры, увеличением численности городов и посёлков городского типа .
ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО, теория и практика планировки и застройки городов (см. Город). ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО определяют социальный строй, уровень развития производственных сил, науки и культуры, природно-климатичие условия и национальные особенности страны. ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО охватывает сложный комплекс социально-экономических, строительно-технических, архитектурно-художественных, а также санитарно-гигиенических проблем. Общим для ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО досоциалистических формаций является большее или меньшее влияние на него частной собственности на землю и недвижимое имущество..
ЗЕЛЁНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО, составная часть современного градостроительства. Городские парки, сады, скверы, бульвары, загородные парки (лесопарки, лугопарки, гидропарки, исторические, этнографические, мемориальные), национальные парки, народные парки, тесно связанные с планировочной структурой города, являются необходимым элементом общегородского ландшафта. Они способствуют образованию благоприятной в санитарно-гигиеническом отношении среды, частично определяют функциональную организацию городских территорий, служат местами массового отдыха трудящихся и содействуют художественной выразительности архитектурых ансамблей. При разработке проектов садов и парков учитывают динамику роста деревьев, состояние и расцветку их крон в зависимости от времени года.

Главная страница
Поиск по сайту
Оглавление страниц

Объяснение слов: словарь, справочник, информация. Строительство, экономика, промышленность - все сферы жизни: от А до Г, от Г до П и от П до Я

истории борьбы амер. негров против расовой дискриминации. Свою науч., лит. и педагогич. деятельность Д. неразрывно связывал с практич. борьбой за мир и дружбу между народами, с борьбой за уничтожение колониализма. В 1910-48 он входил в руководство Нац. ассоциации содействия прогрессу цветного населения. Являлся инициатором и участником междунар. т. н. панафриканских конгрессов (1919, 1921, 1923, 1927, 1945). С 1950 был чл. Всемирного Совета Мира. Лауреат Междунар. пр. Мира (1953) и Междунар. Ленинской пр. "За укрепление мира между народами" (1959). В 1961 вступил в компартию США. Почётный доктор ист. и юри-дич. наук, философии и лит-ры ун-тов многих стран, с 1959 почётный доктор ист. наук МГУ. Портрет стр. 567.

Э. Дюбуа-Реймон.

Ж. Дюкло.

Соч.: In battle for peace, N.Y., 1952; Black reconstruction, N. Y., 1956; The autobiography, N. Y., 1968; An ABC of color. Selections... With an introd. by J. O. Kil-ens, N. Y., [1969]; в рус. пер.-Джон Браун, М., 1960; Африка, М., 1961; Воспоминания, М., 1962; Цветные миры, М., 1964.

Лит.: Иванов Р. Ф., Дюбуа, М., 1968; Питтман Дж., Логика одной жизни, "Иностранная литература", 1962, № 3; W. Е. В. Du Bois. 1868 - 1963: a bibliography, Accra, 1964. Р. ф. Иванов.

ДЮБУА (Dubois) Эжен (28.1.1858, Эйсден, - 16.12.1940, Хален), голландский антрополог. По образованию военный врач. В 1890-92 обнаружил на о. Ява скелетные остатки ископаемого предка человека, назвав его "Pithecanthropus erectus", т. е. "обезьяночеловек прямостоящий" (см. Питекантроп). Эти открытия сыграли важную роль в укреплении эволюционной теории.

Соч.: Pithecanthropus erectus, Batavia, 1894.

ДЮБУА-РЕЙМОН (Du Bois-Reymond) Эмиль (7.11.1818, Берлин, - 26.12.1896, там же), немецкий физиолог и философ, чл. Берлинской АН (1851). Проф. Берлинского ун-та (с 1855). Осн. труды по животному электричеству; Д.-Р. доказал его наличие в мышцах, нервах, железах, коже, сетчатке глаза и др. тканях. Открыл физич. электроток. Показал, что поперечное сечение нерва электроотрицательно по отношению к его длиннику ("ток покоя"). Установил, что отрицательное колебание "тока покоя" является выражением деятельного состояния ткани. В физиологич. и мед. лабораториях используется предложенная Д.-Р. и носящая его имя аппаратура (индукционные аппараты для раздражения нервов и мышц, неполяризующиеся электроды и др.).

Как философ Д.-Р. был сторонником механистич. материализма, а также агностицизма; в отношении познания сущности вещей выдвинул формулу: "не знаем и нигогда не узнаем" (Ignoramus et ignorabimus). В работе "Семь мировых загадок" (1882, рус. пер. 1901) Д.-Р. с позиций позитивизма объявляет недоступными для человеческого познания собственно филос. проблемы (сущность материи и силы, происхождение движения и т. д.), как научно недоказуемые. Вместе с тем он подверг критике с материалистич. позиций идеалистич. понятие "мировой души" (к-рая, по его словам, потребовала бы признания мирового мозга); активно выступал против витализма. Против агностицизма Д.-Р. выступил нем. стихийный материалист Э. Геккель. Д.-Р. известен и как публицист, занимавший консервативные позиции.

Соч.: Untersuchungen uber thierische Elektricitat, Bd 1 - 2, Lpz., 1848 - 49; Reden, Bd 1 - 2, Lpz., 1912; Uber die Grenzen der Naturerkenntnis, 11 Aufl., Lpz., 1916; в рус. пер.- Культурная история и естествознание, М., 1901.

Лит.: Boruttau H., E.Du Bois-Reymond, W., 1922. Б. Э. Быховский.

ДЮВАЛЬ (Duval) Эмиль Виктор (27.11.1840, Париж,-4.4.1871, близ Бисетра), деятель социалистич. движения Франции, примыкал к группе бланкистов. По профессии рабочий-литейщик. Был чл. Федерального совета парижских секций 1-го Интернационала, секретарём, а затем пред. Союза литейщиков. После революции 4 сент. 1870 принимал участие в борьбе против антинар. и капитулянтской политики бурж. "правительства нац. обороны". Один из руководителей восстания 18 марта 1871. Был воен. комендантом и делегатом при префектуре полиции, а затем одним из трёх командующих вооруж. силами революц. Парижа. 26 марта избран чл. Парижской Коммуны 1871 от 13-го округа. Вошёл в состав её Исполнит. и Воен. комиссий. Во время похода коммунаров на Версаль 3 апр. 1871 командовал одной из трёх колонн, был взят в плен и расстрелян версальцами.

ДЮВАЛЬЕ (Duvalier) Франсуа (14.4. 1907, Порт-о-Пренс, - 22.4.1971, там же), гос. и политич. деятель Гаити. В 1932 окончил мед. ф-т ун-та Гаити. В 1932-54 работал в различных мед. учреждениях страны, в т. ч. в нек-рых мед. миссиях США в Гаити. До 1957 занимал последовательно посты зам. мин. труда, мин. труда и здравоохранения. В 1957 добился избрания президентом Гаити. Установил кровавый режим диктатуры. Правил, опираясь на отряды тон-тон-макутов (личная охрана) и полицию. В 1964 провёл через Нац. собрание закон, согласно к-рому стал пожизненным президентом страны. Пост президента перед смертью передал своему сыну.

Лит.: Diederich В., Burt A1., Papa Doc. Haiti and its dictator, L., [1970].

ДЮВЕРЖЕ (Duverger) Морис (р. 5.6. 1917, Ангулем, деп. Шаранта), французский учёный, государствовед, проф. политич. социологии Парижского ун-та (с 1955), политич. обозреватель газет "Монд" и "Нувель обсервер". Окончил ф-т права в Бордо. Известен трудами в области политической науки. Работы Д. характеризуют отход от юридического метода исследования политической организации общества, требование социологического подхода к политич. институтам и процессам. Осн. внимание Д. уделяет социологии политич. партий и политич. режимов, общей теории политики, методам политич. науки. Взгляды Д. на сущность политич. власти, гос-ва, демократии, хотя и содержат ряд интересных положений, в целом не выходят за традиционные рамки бурж. науки, носят эклектич., непоследовательный характер. Напр., применительно к эпохе пром. капитализма Д. признаёт правильность марксистской характеристики бурж. гос-ва; совр. бурж. гос-во Д. рассматривает как плюралистич. демократию (см. "Диффузии власти" теория). Д. принадлежит к числу бурж. учёных либерального направления; выступает против ремилитаризации ФРГ, колон. войн, неофашизма.

Соч.: Les constitutions de la France, P., 1943, 7 ed., P., 1961; Les partis politiques, P., 1951, 5 ed., P., 1964; Demain, la Repub-lique.... P., [1958]; Les methodes de la science politique, P., 1959; De la dictature, P., [1961]; La Sixieme Republique et le regime presidentiel, P., [1961]; Introduction a la politique, [P., 1964]; Les methodes des sciences sociales, 3 ed., P., 1964; La sociologie politique, P., 1966, 3 ed., P., 1968; La democratic sans le peuple, P., 1967. В. Н. Даниленко.

ДЮВИВЬЕ (Duvivier) Жюльен (8.10. 1896, Лилль,-31.10.1967), французский кинорежиссёр. Первый фильм Д.-"Гасельдама" (1919). Среди "немых" фильмов Д. наибольшим успехом пользовался "Рыжик" (1925, по Ж. Ре-нару, вновь поставлен Д. в звуковом варианте в 1932). В 30-е гг. один из ведущих представителей франц. школы "поэтического реализма". Для фильмов Д. характерны высокое профессиональное мастерство, умение создавать и подчёркивать драматизм и горечь ситуаций, наличие поэтич. атмосферы, психологически достоверная игра актёров. Лучшие работы: "Мария Шапделен" (1934), "Пепе Ле Моко" (1936), "Дружная компания" (1936), "Бальная записная книжка" (1937), "Конец дня" (1939). В 1939 поставил в Голливуде фильм "Большой вальс". В 1940-44 Д. работал в США ("Сказки Манхеттена" и др.). В 1948 поставил в Великобритании фильм "Анна Каренина" по Л. Н. Толстому с В. Ли в гл. роли. В 50-60-е гг. создал фильмы: "Мари-Октябрь" (1959), поев. Движению Сопротивления, "Дьявол и десять заповедей" (1962) и др.

Лит.: Лепроон П., Современные французские кинорежиссёры, пер. с франц., М., 1960. В. И. Божович.

ДЮ ВИНЬО (du Vigneaud) Винсент (р. 18.5.1901, Чикаго), американский биохимик. Окончил ун-т в Иллинойсе (1923), мед. школу Рочестерского ун-та (1927), преподавал в мед. школах ун-та Дж. Хопкинса, Эдинбургского ун-та (Великобритания), Кайзер-Вильгельм ин-та (Дрезден, Германия). В 1929-32- на кафедре биохимии ун-та в Иллинойсе, в 1932-38 - ун-та Дж. Вашингтона, с 1938 руководит кафедрой биохимии мед. колледжа Корнеллского уи-та, с 1967 проф. кафедры химии этого ун-та. Осн. труды по исследованию химического строения инсулина, биотина, процессов переметилирования, обмена аминокислот. Ряд работ посвящён синтезу пенициллина. Определил строение и синтезировал гормоны задней доли гипофиза - вазопрессин и окситоцин. Нобелевская пр. (1955).

Соч.: A trail of research in Sulfur chemistry and metabolism and related fields, Ithaca (N. Y.), 1952.

ДЮГЕ-ТРУЭН (Duguay-Trouin) Рене (10.6.1673, Сен-Мало,-27.9.1736, Париж), французский моряк, ген.-лейт. флота (1728). В 16 лет поступил добровольцем на каперский корабль, участвовал в войне Франции с Аугсбургской лигой (1688-97), в 19 лет командовал каперским фрегатом, в 1696 принят в королевский флот в чине капитана. Командовал отрядом, затем эскадрой каперского флота, успешно действуя на мор. коммуникациях Великобритании и Нидерландов во время войны за Испанское наследство (1701-14). Был искусным мореплавателем, отличался личной храбростью, захватил св. 300 купеческих и 20 воен. кораблей противника. В 1731 командовал эскадрой в Средиземном м. Д.-Т. поставлен памятник в Версале. Оставил интересные мемуары.

ДЮГИ (Duguit) Леон (4.2.1859, Либурн, деп. Жиронда, - 18.12.1928, Бордо), французский учёный, теоретик права и гос-ва, проф. права в ун-те в Бордо (1886). В начале научной деятельности - сторонник органической школы, позднее - один из создателей т. н. соли-даризма, согласно к-рому сущность, функции и цели бурж. права и гос-ва основываются на принципе солидарности всех членов общества. Концепция соли-даризма Д. противостояла марксистскому учению о классовой борьбе, но была направлена также против буржуазно-индивидуалистич. представлений эпохи пром. капитализма. Д. выдвинул тезис о -"социализации" осн. институтов бурж. права и прежде всего собственности. Частная капиталистич. собственность выступает у Д. как "социальная функция", служащая обществу в целом. На основе этой концепции Д. выработал ряд юридико-практич. рекомендаций, способствовавших развитию монополистич. капитала и гос.-монополистич. тенденций. Д. отрицал идею невмешательства бурж. гос-ва в экономич. жизнь, говорил, перекликаясь с кейнсианством, о превращении бурж. гос-ва в "организацию публичных служб". В качестве важного средства реализации принципа солидаризма Д. выдвинул идею синдикализма, т. е. профессионально-корпоративного представительства в гос. власти всех слоев населения. Хотя сам Д. был сторонником бурж. демократии, мн. его положения (корпоративизм, отрицание субъективных и др. прав) стали составной частью идеологии итал. и герм, фашизма. Этим в значит. мере объясняется падение авторитета дюгизма после 2-й мировой войны 1939-45, хотя в целом Д. оказал определ. влияние на развитие бурж. по-литич. и правовой идеологии.

С о ч.: Des fonctions de 1'Etat moderne, P., 1894; L'Etat, le droit objectif et la loi positive, P., 1901; Le droit social, le droit individuel et la transformation de 1'Etat, P., 1908 (рус. пер.- Социальное право, индивидуальное право и преобразование государства, М., 1909); Общие преобразования гражданского права со времен кодекса Наполеона, пер. с франц М., 1919; Traite de droit constitutionnel, 2 ed., v. 1 - 5, P., 1921-25, 3ed., v. 1, P., 1927. В. А. Туманов.

ДЮГОНЬ (Dugong dugon), водное млекопитающее; единств, представитель рода Dugong отряда сирен. Дл. тела обычно 2,5-3,2 м, самцы весят ок. 170 кг, самки - ок. 140 кг. Небольшая малоподвижная голова переходит в веретенообразное туловище, оканчивающееся горизонтально расположенным двуло-пастным плавником. Передние конечности - гибкие ластообразные плавники. От задних конечностей остались рудиментарные тазовые кости, скрытые в мускулатуре.

Грубая кожа, тускло-свинцового или коричневатого цвета, покрыта редкими одиночными волосами. В обеих челюстях с каждой стороны расположено по 5-6 коренных зубов ци-линдрич. формы, лишённых эмали; у самцов, кроме того, 2 бивнеобразных верхних резца, выступающих на 6-7 см. Обитает в Индийском ок. у берегов Вост. Африки, Юж. Азии, Молуккских, Филиппинских и Малайских о-вов, Н. Гвинеи и Австралии. Изредка заходит в устья рек. Живёт группами по 3-6 голов или парами. Питается водной растительностью. В помёте 1 детёныш. Объект охоты, вследствие чего повсюду встречается редко. о. Л. Россолимо.

ДЮДЕЛАНЖ (Dudelange), город на Ю. Люксембурга, близ франц. границы. 14,5 тыс. жит. (1970). Добыча жел. руды. Чёрная металлургия.

ДЮДОК (Dudok) Биллем Маринус (р. 6.7.1884, Амстердам), голландский архитектор. Учился в Королевской воен. академии в Бреде. С 1915 гл. архитектор г. Хилверсюма, к-рый получил характер города-сада и стал важным центром новой голл. архитектуры; в 1935 составил план развития Гааги и позже построил в ней ряд жилых комплексов. Постройки Д. (бани, 1921, бойня, 1923-24, ратуша, 1928-30,- в Хилверсюме; Гор. театр в Утрехте, 1938-41; портовое управление в Амстердаме, 1958-60) отличаются пластич. мощью объёмов, часто живописной асимметрией композиции, выразит, контрастом ритмов и материалов (бетон, кирпич, стекло). Илл. см. при ст. Нидерланды.

Лит.: [Мagnёе R. М. (сост.)], W. М. Dudok, Amst., 1954.

ДЮЗА (от нем. Duse), устаревшее название наконечника (сопла, насадки, шайбы с отверстием) для разбрызгивания жидкости или истечения газов.

ДЮЙМ (от голл. duim, букв. - большой палец), дольная единица длины в английской и американской системах мер, в к-рых за исходную единицу длины принят фут. 1 Д. составляет 1/12 фута. По междунар. соглашениям Д. принят равным 0,0254 м (точно). Д. входил также в старую русскую систему мер и составлял 1/28 часть аршина и 1/12 фута.

ДЮКА (Dukas) Поль (1.10.1865, Париж,- 17.5.1935, там же), французский композитор и муз. критик, чл. Ин-та Франции (1934). В 1882-1888 учился в Парижской консерватории (класс композиции Э. Гиро). Проф. Парижской консерватории (в 1910-12-оркестровый класс, с 1913 - композиция), одновременно (с 1926) руководил классом композиции Нормальной муз. школы. Один из ярких представителей импрессионизма в музыке. С наибольшей полнотой его творч. индивидуальность раскрылась в области симф. музыки. Популярно симф. скерцо Д. "Ученик чародея" (1897). Среди соч. Д. - опера "Ариана и Синяя борода" (1907, Париж), поэма-балет "Пери" (1912), симф., фп. произв. и др. Ему принадлежат редакции произв. Л. Бетховена, Ж. Ф. Рамо, Д. Скарлатти и др. Выступал как муз. критик.

Соч.: Les ecrits de Paul Dukas sur la musique, [P.], 1948.

Лит.: Кpеин Ю., Поль Дюка, "Советская музыка", 1935, № 9; его же, Вспоминая Дюка, там же, 1965, № 10; Favre G., Paul Dukas: sa vie, son ceuvre, P., [1948].

ДЮКЕНУА (Duquesnoy), семья фламандских скульпторов 17 в., представителей барокко. Хиеронимус (Жером) Д. (до 1570-1641, Брюссель) - автор фонтанной статуи мальчика "Маннекен-Пис" в Брюсселе (бронза, 1619). Хиеронимус (Жером) Д. Младший (1602, Брюссель,-28.9.1654, Гент), сын предыдущего,-автор гробницы епископа А. Триста (мрамор, 1643-54, собор св. Бавона, Гент). Наиболее известен Франсуа Д. (1594, Брюссель,- 12.7.1643, Ливорно, Италия), брат предыдущего.

X. Дюкенуа Младший. Гробница епископа А. Триста. Моамор. 1643 -54. Собор св. Бавона. Гент. (фигурки ангелов выполнены Ф. Дюкенуа. )

С 1618 жил гл. обр. в Риме. Восприняв в кругу Л. Бернини патетику и размах "большого стиля" (гигантская статуя св. Андрея, мрамор, 1640, собор св. Петра, Рим), соединял их (под влиянием Н. Пуссена) с чертами классицизма. В детских фигурках сохранял традиции флам. реализма.

Лит.: Fransolet M., Francois Du Quesnoy, Brux., 1942.

ДЮКЕР (нем. Duker), напорный водовод, прокладываемый под руслом реки или канала, по склонам и дну глубокой долины (оврага), под дорогой и т. п. для пропуска пересекающего их водотока (канала). Д. устраивают в системах водопровода, канализации, орошения, в гидроэнергетич. сооружениях и т. д. Различают Д. одноочковые (состоящие из одной трубы) или многоочковые, круглого или прямоугольного поперечного сечения; их делают из железобетона (наиболее распространены; см. рис.), дерева, стали.

Железобетонный дюкер под каналом.

ДЮКЛО (Duclos) Жак (р. 2.10.1896, Луэ, деп. Верх. Пиренеи), деятель франц. и междунар. рабочего движения. Род. в семье плотника. Начал трудовую деятельность с 12 лет как ученик кондитера. В 1915-17 рядовым франц. армии участвовал в 1-й мировой войне 1914-1918. После войны один из организаторов Респ. ассоциации бывших фронтовиков (АРАК), с 1932 ' её вице-пред., с 1945 почётный председатель. Сразу после основания Франц. коммунистич. партии (ФКП, дек. 1920) вступил в её ряды. С 1926 чл. ЦК, в 1931-64 секретарь ЦК ФКП, с 1931 чл. Политбюро. На 7-м конгрессе Коминтерна (1935) был избран чл. ИККИ. В 1926-32 деп. парламента, в 1936 вновь избран в парламент, в 1936-39 вице-пред, палаты депутатов. Принимал деятельное участие в организации Народного фронта во Франции. В 1940 по процессу 44 депутатов-коммунистов Д., находившийся на нелегальном положении, был заочно приговорён к 5 годам тюремного заключения. Во время нем.-фаш. оккупации Франции (1940-44) был одним из организаторов и руководителей Движения Сопротивления. В 1944-45 чл. Консультативной ассамблеи Франции, в 1945-46 вице-пред. Учредит, собрания, пред, группы депутатов-коммунистов. В 1946-1958 деп. и пред, группы ФКП в Нац. собрании, в 1946-48 вице-пред. Нац. собрания. С 1959 сенатор и пред, группы ФКП в сенате. На президентских выборах 1969 кандидат от ФКП на пост президента Франц. Республики.

Д. - автор ряда работ по истории, теории и практике рабочего движения.

Соч.: Batailles pour la Republique, P., 1947; Ecrits de la prison, P., 1952; De Napoleon III a de Gaulle, P., 1964; La Premiere Internationale, P., 1964; Anarchistes d'hier et d'aujourd'hui, P., 1968; La Commune de Paris a 1'assaut du ciel, P., 1970; Memoires, t. 1 - 4, P., 1968 - 71; в рус. пер.- Единство действий рабочего класса и Народный фронт, М., 1956; Избранные произведения, т. 1 - 2, М., 1959; На штурм неба. Парижская коммуна - предвестница нового мира, М., 1962; Будущее демократии, М., 1963; Голлизм, технократия, корпоративизм, М., 1964; Октябрь 17 года и Франция, М., 1967.

ДЮКЛО (Duclaux) Пьер Эмиль (24.6. 1840, Орийак,- 3.5.1904, Париж), французский микробиолог и химик, чл. Парижской АН (1888). По окончании в 1862 Высшей нормальной школы в Париже работал в лаборатории Л. Пастера. С 1895 директор Пастеровского ин-та. Исследовал химич. состав молока и молочнокислое брожение, действие сычужного фермента, состав и образование различных сыров. Предложил метод определения летучих к-т путём фракционной перегонки; изучил явление осмоса и движение жидкости в капиллярных трубках. Свои работы о микробах и их роли в развитии заболеваний Д. обобщил в 4-томном труде "Микробиология" (1898-1901).

Лит.: Notice sur la vie et les travaux d'Emile Duclaux, "Annales de 1'Institut Pasteur", 1904, t. 18, № 6 (имеется список трудов).

ДЮЛЛЕН (Dullin) Шарль (12.5.1885, Йен, Савойя,- 12.12.1949, Париж), французский режиссёр, актёр, педагог. С 1905 выступал в окраинных театрах и кафе Парижа. В 1907-21 участвовал в спектаклях парижских театров под руководством выдающихся режиссёров А. Антуана, Ж. Копо, Ф. Жемье, Г. Бати и др. В 1922 основал парижский театр "Ателье", в к-ром работал до 1940. В 40-е гг. режиссёр и актёр "Театра де Пари", "Театра Сары Бернар" (Париж), "Театра Селестинцев" (Лион). Д. ставил спектакли и играл в них, как правило, гл. роли: "Мария Магдалина" Хеббеля (1912, первая режиссёрская работа), "Сладость жизни" Пиранделло (1922, первая постановка пьесы этого драматурга во Франции), "Вольпоне" Б. Джонсона (1928, заглавная роль), "Делец" Бальзака (1935, роль Меркаде), "Земля кругла" (1938, Савонарола), "Архипелаг Ленуар" (1947, Ленуар) Салакру и др. Среди лучших актёрских работ: Гарпагон ("Скупой" Мольера), Смердяков ("Братья Карамазовы" по Достоевскому). Д. разрабатывал новые формы сценич. выразительности, приёмы актёрской техники, добивался простоты, свободы сценич. поведения актёра, большое значение придавал музыке. Воспитал плеяду выдающихся актёров, режиссёров франц. театра (Ж. Вилар, Ж. Л. Барро, М. Марсо, Р. Руло и др.). Автор книги "Воспоминания и заметки актёра" (рус. пер. 1958).

Сцена из спектакля "Делец" Бальзака. 1935. Режиссёр Ш. Дюллен.

С о ч.: Souvenirs et notes de travail d'un acteur, P., 1946.

Лит.: Sarment J., Charles Dullin, P., [1950]; Arnaud L.. Charles Dullin, P., 1952. Е Л. Финкельштейн.

ДЮЛОНГ, Дюлон (Dulong) Пьер Луи (12.2.1785, Руан,- 19.7.1838, Париж), французский физик и химик, чл. Парижской АН (1823). По образованию врач. Проф. химии Вет. школы. С 1820 проф. физики Политехнич. школы в Париже. Впервые получил хлористый азот (1811) и фосфорноватистую к-ту (1816). В 1815, почти одновременно с Г. Дэви, предложил водородную теорию кислот. В 1819 совм. с А. Пти установил закон теплоёмкости твёрдых тел (см. Дюлонга и Пти закон); они вывели также общую формулу скорости охлаждения тел и изобрели катетометр. В 1824-30 Д. совм. с Д. Араго определил давление насыщенного водяного пара при различных темп-pax (до 224 °С). С о ч.: Reoherches sur la mesure des temperatures et sur les lois de la communication de la chaleur, P., 1818 (совм. с A. Ih. Petit).

ДЮЛОНГА И ПТИ ЗАКОН, эмпирическое правило, согласно к-рому теплоёмкость при постоянном объёме для всех простых твёрдых тел не зависит от темп-ры и составляет 6 кал/(молъ-град). Установлен франц. учёными П. Дюлон-гом и А. Пти в 1819. Д. и П. з. приближённо справедлив для большинства элементов и простых соединений при комнатной темп-ре. В области низких темп-р Д. и П. з. неверен (см. Теплоёмкость, Твёрдое тело).

ДЮЛЬТЫДАГ, горный хребет и вершина в Вост. Кавказе, в системе Бокового хребта в Даг. АССР. Вершина Дюль-тыдаг до 4127 м - высшая точка хребта.

ДЮМА (Dumas) Александр (Дюма-отец) (24.7.1802, Виллер-Котре, деп. Эн,- 5.12.1870, Пюи, деп. Нижняя Сена), французский писатель. Сын респ. генерала. Лит. деятельность начал в 1825 как драматург. Успех Д. принесла постановка его пьесы "Генрих III и его двор" (1829) - одной из первых франц. романтич. драм. Наиболее известные пьесы Д. -"Антони" (1831), "Нельская башня" (1832), "Кин" (1836). Его драматургия - значит, явление в истории романтич. театра.

В 1835 опубл. первый историч. роман "Изабелла Баварская". В 40-х гг. в парижских газетах один за другим появляются историко-авантюрные романы Д.: трилогия "Три мушкетёра" (1844), "Двадцать лет спустя" (1845), "Виконт де Бражелон" (отд. изд. 1848-50), связанная общностью главных героев; "Королева Марго" (1845), "Госпожа Мон-соро" (отд. изд. 1846), "Сорок пять" (отд. изд. 1847-48) - трилогия о Генрихе Наваррском. Увлекателен при-ключенч. роман из совр. Д. жизни -"Граф Монте-Кристо" (отд. изд. 1845-1846). Лит. продукция Д. громадна: кроме романов и пьес, им написаны воспоминания (т. 1-22, 1852-54), путевые очерки, из к-рых выделяется описание поездки в Россию в 1858 ("Из Парижа в Астрахань", т. 1-5, 1858), изобилующее ошибками, но проникнутое симпатией к ней. Д. пользовался помощью многочисл. сотрудников, но решающая роль в создании наиболее выдающихся произв. бесспорно принадлежала ему самому. Лучшим романам Д. присущи увлекательное, стремительно развивающееся действие, жизнерадостность, активное отношение к жизни; его герои, полные энергии, смелости, изобретательности, преодолевают всевозможные препятствия. Это создало исключит, популярность его творчеству. Последние произведения Д. проникнуты пессимизмом, мрачным фатализмом, неверием в силу человеческого разума.

А. Дюма. "Три мушкетёра". Илл. М. Лелуара (по изд. 1894).

Соч.: CEuvres completes, v. 1 - 301, P., [1846-68]; Theatre complet, v. 1 - 15, P., 1863 - 74; в рус. пер.- Поли. собр. романов, т. 1 - 24 (в 84 кн.), СПБ. 1912 - 13; Избр. соч., т. 1-8, Л., 1928 - 29; Двадцать лет спустя, М., 1956; Виконт де Бражелон, или Десять лет спустя, т. 1 - 3, М., 1957; Шевалье д'Арманталь, М., 1962; Асканио, М., 1962; Пьесы, Л.- М., 1965.

Лит.: Дурылин С., Александр Дюма-отец и Россия, в кн.: Литературное наследство, т. 31 - 32, М., 1937; Андреев К., Хозяин замка. Монте-Кристо, "Мир приключений", кн. 4, М., 1959; Куприн А., Дюма-отец, "Дон", 1961, № 3; Мору а А., Три Дюма. Пер. с Франц. Послесловие К. Андреева, М., 1962; Сгaig Bell A., A. Dumas. A biography and study, L., [1950]; Clouard H., A.Dumas, P., 1955; Alexandre Dumas pere, "Europe", 1970, № 490 - 91 (спец. № ); Ta1vart H. et Place J., Bibliographic des auteurs modernes de langue francaise (1801-1934), t. 5, P., 1935, p. 1-65.

А. Ю. Наркевич.

ДЮМА (Dumas) Александр (Дюма-сын) (28.7.1824, Париж, - 27.11.1895, Марли-ле-Руа, деп. Сена и Уаза), французский писатель, чл. Франц. академии (1874). Сын А. Дюма. Первое опубл. произв. - сб. стихов "Грехи молодости" (1845). Автор романов "Дама с камелиями" (т. 1-2, 1848, рус. пер. 1892), "Доктор Серван" (т. 1-2, 1849, рус. пер. 1850), "Трое сильных мужчин" (т. 1-4, 1850) и др., а также драм мещанско-филантропич. характера. В 1852 поставлена принёсшая Д. шумную известность драма "Дама с камелиями" (по мотивам его одноим. романа; на её сюжет написана опера Дж. Верди "Травиата"). Д. хорошо знал законы сцены, умело строил интригу и диалог; его пьесы не лишены жизненной правды, хотя многие содержат морализаторскую тенденцию, мещанскую мораль, утверждающую незыблемость устоев бурж. семьи и общества: "Полусвет" (1855), "Незаконный сын" (1858), "Жена Клода" (1873), "Иностранка" (1876) и др.

Соч.: Theatre complet, v. 1 - 10, P., 1923.

Лит.: История французской литературы, т. 2, М., 1956; Моруа А., Три Дюма, пер. с франц., послесловие К. Андреева, М., 1962; Clare tie J., A. Dumas fils, P., 1883; Bourget P., Essais de psychologie contemporaine, P., 1886; Doumic R., Portraits d'ecrivains, P., 1897. И.А.Лилеева.

ДЮМА (Dumas) Жан Батист Андре (14.7.1800, Алее,- 11.4.1884, Канн), французский химик. В 1835-40 проф. Политехнич. школы, в 1829-52- Центр, школы искусств и ремёсел, с 1839- Медицинской школы в Париже. В 1832 создал учебную химич. лабораторию, где велось преподавание на основе идей Ю. Либиха. С того же года чл. Парижской АН; с 1840 чл. Лондонского королев. об-ва, с 1845 иностранный чл.-корр. Петерб. АН, с 1880 чл. Берлинской АН. В 1826 опубликовал способ определения плотности паров. Применяя его для нахождения атомных весов нек-рых элементов, Д. не делал чёткого различия между атомом и молекулой, что привело его к ошибочным выводам.

Ш. Дюллен.

А. Дюма (отец).

А. Дюма (сын).

Ж. Б. А. Дюма.

Он установил состав сложных эфиров и совместно с франц. химиком П. Булле высказал мысль, чтв этиловый спирт и его простые и сложные эфиры являются производными этилена, к-рый И. Берцелиус назвал этерином. Д. считал его основанием, подобным аммиаку. Эти представления (см. Этерина теория) были развиты в радикалов теорию. В 1839 совместно с франц. химиком Э. М. Пелиго установил, что жиры являются сложными эфи-рами. Сформулировал (1834) эмпирич. правила замещения водорода хлором в органич. соединениях. В 1839 высказал предположение, что любые элементы в химич. соединениях могут быть замещены другими. Установил (1843) существование первого гомологич. ряда в органич. химии -ряда муравьиной к-ты. Предложил (1830) способ объёмного количественного определения азота в самых различных органических соединениях. Д. изучал влияние пищи на химич. состав молока различных животных и химич. состав крови. Занимался также вопросами шелководства (1857), участвовал в мероприятиях по борьбе с филлоксерой (1873).

С о ч.: Traite de chimie appliquee aux arts, v. 1-8, P., 1828-46.

Лит.: Гьелт Э., История органической химии с древнейших времен до настоящего времени, пер. с нем., Хар.- К., 1937; Д ж у а М., История химии, пер. с итал., М., 1966; Partington J. R., A history of chemistry, v. 4, L., 1964.

ДЮМЕНИЛЬ (Dumesnil) (наст, имя и фам.- Мари Франсуаз Маршан; Marchand) (2.1.1713, Париж,- 20.2.1802, там же), французская актриса. Сценич.деятельность начала в провинции. В 1737-76 выступала на сцене театра "Комеди Франсез" (Париж). Создавала гуманистич. по содержанию образы "трагических матерей" - Меропа, Семирамида ("Меропа", "Семирамида" Вольтера). В Клеопатре ("Родопона" Корнеля), Гофолии ("Гофолия" Расина) Д. раскрывала тему властолюбия, вступающего в конфликт с законами человечности. С успехом играла также роли в "высокой" и "слёзной" комедии - Гувернантка ("Гувернантка" Лашоссе), мадам Вандерк ("Женатый философ" Седена). Была актрисой стихийного темперамента, вдохновения, интуиции, её иск-во отличалось большой силой воздействия на самые широкие слои зрителей. Деятельность Д. сыграла большую роль в подготовке просветительской реформы франц. театра. Однако реалистич. тенденции в её творчестве уживались с приёмами условной, классицистской манеры игры. Под именем Д. изданы мемуары (написаны Кост д'Арноба), в к-рых актриса выступает против нападок Клерон - своей соперницы по сцене.

Дюмениль в роли Меропы ("Меропа" Вольтера).

Соч.: Memoires de M.-F. Dumesnil, Hambourg, 1799.

Лит.: История западноевропейского театра, под общ. ред. С. С. Мокульского, т. 2, М., 1957. Е. Л. Финкелъштепн.

ДЮМОН-ДЮРВИЛЬ (Dumont d'Urville) Жюль Себастьен Сезар (23.5.1790, Конде, - 8.5.1842, Версаль), французский мореплаватель и океанограф. В 1826-28 предпринял на судне "Астролябия" кругосветное плавание, во время к-рого обследовал неск. островных групп в Тихом ок. и положил на карту часть берегов Н. Зеландии и Н. Гвинеи. В 1837-40 совершил экспедицию в Антарктику на судах "Астролябия" и "Зеле"; открыл Землю Луи Филиппа, о. Жуанвиль, Землю Адели. Именем Д.-Д. названо море в Антарктике.

С о ч.: Voyage au Pole Sud et dans l'Осёаnie sur les corvettes "1'Astrolabe" et "la Zelee", execute par ordre du roi pendant les annees 1837 - 1838 - 1839 - 1840, t. 1 - 2, P., 1841 - 54 (соавтор); в рус. пер.- Путешествие вокруг света, составленное из путешествий и открытий Магеллана, Тасмана [и пр.], ч. 1 - 4, СПБ, 1843.

ДЮМОН-ДЮРВИЛЬ (Dumont d'Urvil1е), французская науч. антарктич. станция. Расположена на о. Петрель (66°40' ю. ш., 140°01' в. д.), в юж. части моря Дюрвиля, близ побережья Земли Адели (Восточная Антарктида). Открыта в 1956. На станции осуществляется комплекс научных наблюдений по аэрометеорологии, различным разделам геофизики, гляциологии, океанологии, биологии и медицине. Служит базой для проведения маршрутных исследований на Земле Адели и в прилегающих р-нах Вост. Антарктиды. Названа в честь Ж. Дюмон-Дюрвиля.

ДЮМУРЬЕ (Dumouriez) Шарль Франсуа дю Перье (25.1.1739, Камбре, Франция,-14.3.1823, Тервилл-Парк, Великобритания), французский генерал и по-литич. деятель. На воен. службе с 1758. Во время Великой франц. революции из карьеристских соображений вступил в Якобинский клуб, примкнув к жирондистам. С марта до сер. июня 1792 мин. иностр. дел, в июне 1792 воен. министр. В авг. 1792 был назначен командующим армией, к-рая осенью 1792 одержала победы при Валъми и Жемапе и отбила первый натиск войск австро-прусской коалиции. В марте 1793, потерпев поражение при Нервиндене, вступил в секретные переговоры с австр. командованием о совместном походе на Париж для разгона Конвента и восстановления монархии. Не получив поддержки в войсках, Д. в апр. 1793 бежал к австрийцам. С 1804 жил в Великобритании на пенсии англ, пр-ва и политич. роли не играл.

Соч.: La vie du general Dumouriez, t. 1 - 3, Hamb., 1795.

ДЮНАН (Dunant) Анри Жан (8.5.1828, Женева, - 30.10.1910, Хейден, кантон Аппенцелль), швейцарский обществ. деятель и писатель, основатель меж-дунар. об-ва "Красного Креста". В 1859 организовал оказание помощи раненым в сражении при Сольферино (австро-итало-французская война 1859); в книге "Воспоминание о Сольферино" (1862) выдвинул идею организации меж-дунар. общества помощи раненым на войне. По инициативе Д. в 1863 в Женеве была созвана конференция, положившая начало между нар. об-ву Красного Креста. Нобелевская пр. Мира (1901).

Соч.: Un souvenir de Splferino, Geneve, 1862; Fraternite et charite Internationales en temps de guerre, [P.], 1864; L'Esclavage ehez les musulmans et aux Etats - Unis de I'Amerique, Geneve, 1863; La Renovation de POrient, Geneve, 1865.

Лит.: Sachse W., Henri Dunant, В., 1959; Libby V. K., Henry Dunant: prophet of peace, N. Y., 1964.

ДЮНКЕРК (Dunkerque), город и порт на С. Франции, на берегу Северного м., в деп. Нор. 143 тыс. жит. (1968, с пригородами). Грузооборот порта Д. ок. 18 млн. т (1968). Ж.-д. узел; ж.-д. паромом связан с Дувром (Великобритания); узел внутр. водных путей. Металлургия, судостроение и произ-во рыболовецкого оборудования, нефтепереработка; текст., пищ., гл. обр. рыбоконсервная, пром-сть. Центр рыболовства. Мор. купания в Мало-ле-Бен. Осн. в 10 в. В период 2-й мировой войны 1939-45 через Д. эвакуировалась экспедиц. англ, армия (см. Дюнкеркская операция 1940).

ДЮНКЕРКСКАЯ ОПЕРАЦИЯ 1940 (условное наименование - "Динамо"), эвакуация союзных (англ, и части франц. и белы.) войск из р-на Дюнкерка (Франция) в Англию 26 мая - 4 июня 1940, в период 2-й мировой войны 1939-45. В результате прорыва нем.-фаш. танковых соединений 20 мая 1940 к Абвилю войска 1-й группы армий союзников (10 англ., 18 франц. и 12 бельг. дивизий) оказались отрезанными и прижатыми к морю в р-не Гравлин, Аррас, Брюгге. С З. и Ю.-З. против них наступали войска группы армий "А" ген.-полк. Г. Рундштедта (танк, группы ген. Э. Клейста и Г. Гота и 4-я армия), с В. и Ю.-В.-группа армий "Б" ген.-полк. В. Лееба (18-я и 6-я армии). Англ, командование ещё 20 мая приняло решение об эвакуации своих войск, не известив об этом союзников. Эвакуация была облегчена тем, что 24 мая А. Гитлер одобрил приказ, отданный 23 мая Рундштедтом, об остановке танковых групп на рубеже Бетюн, Сент-Омер, Гравлин. Причины этого "стоп-приказа" недостаточно выяснены и находят различные объяснения среди историков. Не исключено, что Гитлер рассчитывал допустить возвращение в Англию деморализованных англ. солдат с целью вызвать чувство страха и растерянности в англ. народе и побудить пр-во Великобритании к капитуляции.

Вместе с тем нем.-фаш. командование стремилось избежать потерь в танках, чтобы сохранить их для действий против главных сил франц. армии, и рассчитывало уничтожить большую часть эвакуирующихся англ. войск силами авиации. Однако наступление нем. пехоты натолкнулось на упорное сопротивление союзников и не имело успеха. Тогда 27 мая нем.-фаш. командование снова бросило в бой танковые группы, но танки не смогли преодолеть усилившуюся оборону англичан. В итоге благодаря крупному просчёту нем.-фаш. командования основную массу союзных войск (свыше 338 тыс. чел.) удалось эвакуировать. До начала операции "Динамо" было перевезено 59,3 тыс. англичан; с 26 мая по 4 июня - 278,8 тыс. чел., в т. ч. 139,8 тыс. англичан и 139 тыс. французов и бельгийцев. В спасении союзных войск участвовало 860 кораблей англ, и франц. ВМФ, рыболовных, трансп. и спортивных судов. Из них 224 было потоплено и примерно столько же повреждено. С воздуха эвакуацию прикрывала англ. истребит. авиация, с 27 мая по 4 июня ею было совершено 2739 самолёто-вылетов и сбито 130 нем. самолётов, потеряно 302 своих самолёта. Англичане потеряли св. 68 тыс. чел., всю боевую технику и вооружение. 28 мая бельг. армия капитулировала, а 4 июня сдались в плен ок. 40 тыс. французов, прикрывавших эвакуацию и оставшихся без боеприпасов.

Лит.: Дивайн Д., Девять дней Дюнкерка, пер. с англ., М., 1965; Gгоеhler О., Menetekel Dunkirchen, "Zeitschrift fur Geschichtswissenschaft", 1961, № 6; Jacobsen H. - A., Dunkirchen, Neckargemiind, 1958. В. И. Дашичев.

ДЮНЫ (нем., ед. ч. Dune), формы рельефа песков, образованные ветровой аккумуляцией. Обычно термин "Д." применяется ко всем песчаным скоплениям независимо от зонально-климатических условий, в СССР - только к формам рельефа внепустынных песков: на побережьях морей, озёр, речных террасах, занд-ровых равнинах и др. В отличие от развитых в пустынях барханов, у Д. (в этом понимании) выпуклую форму имеют не пологие, а крутые склоны, и "хвосты" расположены сзади Д., на наветренной стороне. Пологий склон обращён навстречу ветру и имеет угол наклона 8-20°, заветренный склон приближается к углу естественного откоса сухого (32-33°) или увлажнённого (до 40°) песка. Выс. Д. от 5 до 30 м и более [на Куршской косе Балтийского м. (в Литве) известна Д. вые. 58 м, в Ландах, на побережье Бискайского залива (Франция),- 97 м]. Д. могут перемещаться в направлении господствующего ветра со скоростью до 10 л в год, в зависимости от массы песка и скорости ветра.

Схема развития дюн при различных режимах ветров. I. При равномерной системе ветров: 1 - кольцевая дюна; 2 -простая циркульная дюна; 3 - комплексная циркульная дюна; 4 - гипертрофированная циркульная дюна. 11 При ветрах близких направлений: 5 - овальная дюна; 6 - простая копьевидная дюна; 7 - комплексная копьевидная дюна. III. При преобладании ветров одного направления: 8 - дюнные прибереговые валы, поперечные ветрам; 9- фестончатые дюнные валы; 10 - скобовидные дюны; 11 -серповидные дюны; 12 - простые параболические дюны; 13 - комплексные параболические дюны; 14 - гипертрофированные комплексные параболические дюны. IV. При ветрах одного направления: 1 5 -дугообразные дюны; 16 - шпильковидные дюны; 17 - дюнные гряды (чаще парные); 18 - комплексные грядовые дюны.

Эволюция внепустынных Д., при господстве одного или близких направлений ветров, выражается в постепенном переходе от приморских или прирусловых дюнных валов, как правило, поперечных ветру, в скобовидные, параболич. и шпильковидные формы. При сезонных ветрах, направленных под углами менее 90°, формируются копьевидные Д. В р-нах с конвекционным или интерференционным режимами ветров развиваются округлые валообразные Д. с развеванием из центра к периферии. При этом со временем из простых форм образуются комплексные. С перемещением оголённых Д., приносящих большой вред х-ву, ведётся борьба путём насаждения древесной растительности (гл. обр. сосны). В. А. Федорович.

Дюна, засыпающая лес (побережье Балтийского моря, СССР).

ДЮПЕН (Dupin) Франсуа Пьер Шарль (6.10.1784, Варзи, Ниверне, - 18.1.1873, Париж), французский геометр и экономист, чл. Парижской АН (1818). По образованию был мор. инженером. Труды в области дифференциальной геометрии - поверхности ортогональной системы пересекаются вдоль общих линий кривизны (теорема Д.); введена кривая, позволяющая наглядно представить распределение кривизны поверхности в различных нормальных её сечениях (индикатриса Д.). Как экономиет Д. выступал сторонником протекционизма.

С о ч: Developpement de geometric pour faire suite a la geometrie pratique de Monge, P., 1813; Application de geometrie et de me-canique a la marine, aux ponts et chaussees, P., 1822.

Лит.: Строик Д. Я., Краткий очерк истории математики, пер. с нем., 2 изд., М., 1969.

ДЮПКУН, озеро на юго-зап. окраине плато Путорана, в Красноярском крае РСФСР, по границе Таймырского (Долгано-Ненецкого) и Эвенкийского нац. округов. Пл. 199 км2. Дл. ок. 90 км; глубокое. Лежит на дне долины. Через Д. протекает р. Курейка (приток Енисея). Питание снеговое и дождевое.

ДЮПЛЕКС (Dupleix) Жозеф Франсуа (1.1.1697, Ландреси, - 10.11.1763, Париж), французский колониальный деятель в Индии. В 1730-41 губернатор Чандернагора (Чандранагара), в 1741 -1754-Пондишери и всех франц. владений в Индии. Осуществляя планы создания франц. колониальной империи в Индии, вмешался в борьбу за престолы в Карна-тике и Хайдарабаде и, поддерживая франц. ставленников в противовес английским, способствовал утверждению франц. влияния в Юж. Индии. В 1746 войска Д. захватили Мадрас - центр англ. Ост-Индской компании в Индии. Однако недостаток средств и отсутствие достаточной поддержки со стороны франц. пр-ва привели к крушению планов Д. В 1754, после заключения мира с англ. Ост-Индской компанией, он был отозван во Францию.

ДЮПЛЕССИ-МОРНЕ (Duplessis-Mornау) Филипп (5.11.1549, Бюи, - 11. 11.1623, Ла-Форе-сюр-Севр), французский политический деятель, публицист. Гугенот, близкий адмиралу Г. Колиньи. С сер. 70-х гг. до 1593 ближайший помощник Генриха Наваррского (будущего Генриха IV); непосредств. участник религиозных войн; выполнял важные дипломатич. поручения (напр., просил в Англии помощи гугенотам). После перехода Генриха Наваррского в католицизм (1593) Д.-М. удалился в Сомюр (губернатором к-рого был назначен в 1589), основал в этом городе первую во Франции протестантскую академию. Автор политич. и теологич. трактатов. Современники называли его "гугенотским папой". "Мемуары" Д.-М. - ценный источник по истории Франции. Существует предположение, что Д.-М. - автор выдающегося тираноборч. памфлета "Иск к тиранам" ("Vindicae contra tyrannos...", 1579), скрывшийся под псевдонимом Юний Брут (другие считают, что автором был не Д.-М., а франц. гугенот Ю. Ланге; существует также точка зрения, что памфлет - совместное творчество их обоих).

Соч.: Memoires et correspondance, t. 1 -12, P., 1824-25.

Лит.: Энгельгард Р. Ю., Дюп-лесси-Морнэ..., "Уч. заи. Кишиневского гос. ун-та", 1958, т. 35 (исторический); Party R., Duplessis-Mornay, P., 1933.

ДЮПОН (Dupont) Пьер (23.4.1821, Лион,-24.7.1870, там же), французский поэт-песенник. Был учеником ткача, конторщиком, служащим банка. В 1842 за свою первую книгу "Два ангела" награждён премией Французской академии; позднее стал сотрудником редакции "Словаря Французской академии". Первые песни Д. вошли в кн. "Крестьяне" (1846). Широкую известность приобрела его "Песня рабочих" (1846), звавшая к объединению пролетариата. Склонный к утопич. прекраснодушию, Д. в 1848 славил Вторую республику как время братства классов. Июньское восстание 1848 дало ему повод лишь для новых призывов к социальному миру. Однако бурж. реакция обострила революц.-демократич. мотивы поэзии Д.; в "Песне крестьян" (1849), позднее полюбившейся парижским коммунарам, он выразил мечту о республике, где крестьяне объединятся с рабочими. После гос. переворота Луи Бонапарта 1851 был приговорён к 7 годам ссылки, но помилован.

Континентальные дюны на песчаных отложениях нижнего Дона (Волгоградская область).

Соч.: Chants et chansons, v. 1 - 4, P., 1851 - 54; в рус. пер.- Избр. песни, М., 1923; [Стихи], в кн.; Поэзия французской революции 1848 года, М., 1948.

Лит.: История французской литературы, т. 2, М., 1956; Великовский С., Поэты французских революций 1789 - 1848, М., 1963; Baudelaire Ch., P. Dupont, в его кн.; Curiosites esthetiques. L'art roman-tique, P., 1962. Ю.И.Данилин.

ДЮПОН (Dupont) Эжен (1831 - 1881), французский социалист, деятель 1-го Интернационала. По профессии мастер муз. инструментов. Участник Июньского восстания 1848, после подавления которого уехал в Великобританию. С нояб. 1864 чл. Ген. совета 1-го Интернационала, с июня 1865 по сентябрь 1871 секретарь-корреспондент для Франции, делегат ряда конференций и конгрессов Интернационала (был пред. Лозаннского конгресса 1867 и вице-пред. Брюссельского конгресса 1868). Поддерживал линию К. Маркса в Интернационале и решительно выступал против прудонизма, бакунизма и тред-юнионизма. В 1874 переехал в США.

ДЮПОН ДЕ НЕМУР (Dupont de Nemours) Пьер Самюэль (14.9.1739, Париж, - 6.8.1817, Уилмингтон, США), французский экономист и политич. деятель, представитель школы физиократов. Активный пропагандист физиократич. идей Ф. Кенэ и Ж. Р. Тюрго. В 1767 опубликовал работу "О возникновении и развитии новой науки", в к-рой дал наиболее полное систематич. изложение учения физиократов. С 1767 редактор физиократич. журн. "Ephemerides du citoyen". Им были изданы соч. Кенэ в 2 тт. (1767-68) и Тюрго в 9 тт. (1808-11) с ценными комментариями, не утратившими своего значения. В 1814 эмигрировал в США.

Соч.: Physiocratie, ou Constitution natu-relle du gouvernement le plus avantageux au genre humain, P., 1846; Du commerce et de la compagnie des Indes, P., 1769; Effet des as-signats sur le prix du pain, P., 1790.

"ДЮПОН ДЕ НЕМУР ЭНД КОМПАНИ" (Е. J. Du Pont de Nemours and Company, США), см. Химические монополии.

ДЮПОН-ФЕРЬЕ (Dupont-Ferrier) Гюстав (23.5.1865, Вине,-13.5.1956, Париж), французский историк-медиевист. Чл. Академии надписей (1934). В 1914-37 проф. Школы хартий. Исследования Д.-ф., основанные на огромном материале и архивных документах, главным образом посвящены истории административных и финансовых учреждений Франции.

Соч.: Les officiers royaux des bailliages et senechaussees et les institutions monarchi-ques locates en France a la fin du moyen age, P., 1902; Etudes sur les institutions financieres de la France a la fin du moyen age, t. 1 - 2, P., 1930 - 32; Gallia regia ou etat des officiers royaux des bailliages et des senechaussees de 1328 a, 1515, t. 1-4, P., 1942 - 54.



ДЮПОНЫ, одна из крупнейших групп финанс. капитала США. Сложилась и развивалась как семейная. Родоначальник группы - беглый франц. роялист Э. И. Дюпон (сын П. С. Дюпона де Нему р) основал в 1802 в пос. Уилмингтон (шт. Делавэр) пороховой з-д. Д. разбогатели на воен. бизнесе во время англо-американской войны 1812-14, войны США с Мексикой 1846-48, Гражданской войны в США 1861-65 и особенно быстро во время 1-й (1914-18) и 2-й (1939-45) мировых войн. Завладев в результате поражения Германии патентами "И. Г. Фарбениндустри", фирма Д. стала крупнейшим химич. трестом ка-питалистич. мира, активы к-рого на кон. 1970 составили 3,6 млрд. долл. В 1970 трест имел ок. 96 заводов в США, производивших взрывчатые вещества, химич. удобрения и др. химикаты, применяющиеся в с. х-ве, синтетич. волокна, воен. продукцию, управлял гос. заводом по произ-ву ядерного оружия. Трест владеет также заводами в Великобритании, Франции, ФРГ, Бельгии, Нидерландах, Швейцарии, Испании, Норвегии, Японии, Канаде, Аргентине, Бразилии, Чили, Колумбии и Венесуэле. Д. субсидируют научную работу Массачусетсского технологического института и используют её в своих интересах. Контролируют: крупнейшую компанию резиновых изделий "Юняройял" (до 1967-"Юнайтед Стейтс раббер"; в 1970 активы 1,3 млрд. долл.), владеющую шинными и др. заводами в США и др. странах и каучуковыми плантациями в Индонезии и Малайзии; компании по производству оружия "Ремингтон армс" и "Норт-Американ-Рокуэлл корпорейшен". Совместно с группой Морганов Д. контролируют крупнейший в мире автомобильный трест "Дженерал моторе" (в США с активами 14,2 млрд. в 1970). Осн. финанс. операции группы выполняются через банковскую монополию "Морган гаранти траст компани", но Д. имеют и свои два небольших банка -"Уилмингтон траст компани" и "Делавэр траст компаник Контролируемые активы Д. оценивались в сер. 60-х гг. в 20 млрд. долл., личное состояние членов семьи Д. - в 4,7 млрд. долл. Группа финансирует фашистские и полуфашистские opr-ции в США.

Лит.: Зорин В., Некоронованные короли Америки, 3 изд., М., 1968.

М. Ю. Бортник.

ДЮПРЕ (Duрrё) Жюль(5.4.1811, Нант,-6.10.1889, Л'Иль-Адан, близ Парижа), французский живописец, представитель барбизонской школы, мастер национального реалистич. пейзажа. Живописи учился гл. обр. самостоятельно. Для Д. характерны внимательное изучение и эмоциональная трактовка сложных и драматичных явлений природы, тяга к звучности и насыщенности тона, контрастам света и тени, в чём сказывается романтич. традиция ("Вечер", 1840-е гг., Музей изобразит. иск-в им. А. С. Пушкина, Москва; "Большой дуб", 1844-55, Лувр, Париж). Д. воссоздаёт как материальность предметов, так и воздушную среду, часто вводит в пейзажи жанровые мотивы ("Пейзаж с коровами"; илл. см. т. 2, вклейка к стр. 625).

Ж. Дюпре. "Морской отлив в Нормандии". Ок. 1870. Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина. Москва.

Лит.: С1аrёtie J., Dupre, P., 1879.

ДЮПЮИ (Dupuis) Шарль Франсуа (26.10.1742, Три Шато, - 29.9.1809, Иссюр-Тий), французский политич. деятель, философ, атеист. Чл. Академии надписей (1788). В 1792 был избран чл. Конвента, примыкал к жирондистам. В период Директории (1795-99) чл. Совета пятисот. Гл. труд - "Происхождение всех культов или всеобщая религия", в к-ром Д. развивал теорию происхождения всех религ. мифов из астральных представлений (видел в них аллегорич. описание движения небесных светил). Отрицал историчность Христа, считал его мифологич. образом Солнца. С именем Д. связывают начало мифологич. школы (течение в бурж. историографии христианства, отрицающее историчность Христа).

Соч.: Origine de tous les cultes, ou, religion universelle, t. 1-3, P., [1795].

ДЮПЮИТРЕН (Dupuytren) Гийом (6. 10.1777, Пьер-Бюфьер, - 8.2.1835, Париж), французский хирург, чл. Парижской АН (1825) и Мед. академии (1820). С 12-летнего возраста изучал в Париже медицину, в 16 лет стал прозектором и начал читать лекции по анатомии. С 1815 руководитель хирургич. отделения госпиталя "Отель Дьё" и одновременно (с 1812) зав. кафедрой оперативной хирургии мед. ф-та Парижского ун-та. Разработал различные операции: резекцию ниж. челюсти (произвёл впервые в мед. практике), подкожную перерезку грудино-ключично-сосковых мышц, перевязку крупных артерий. Описал переломы голени, лучевой кости и контрактуру ладонного апоневроза (контрактура Д., перелом Д.). Одним из первых разрабатывал проблему вправления застарелых вывихов. После смерти Д. муниципалитет Парижа основал музей его имени.

Соч;: Lecons orales de clinique chirur-gicale faites a I'Hotel-Dieu de Paris, t. 1 - 6, P., 1832 - 34; Memoires sur une maniere nouvelle de pratiquer 1'operation de la pierre, P., 1836.

Лит.: Diday P., Guillaume Dupuytren, "Lyon Medical", 1879, t. 30, p. 253, 303; Memoir of Dupuytren, "Lancet", 1834/1835, v. 1, p. 820 - 25.

ДЮР Николай Осипович [5(17).12.1807, Петербург, - 16(28).5.1839, там же], русский актёр. Воспитанник Петерб. театр, уч-ща (1816-29; учителя по балету - К. Дидло, драматич. иск-ву -А. А. Шаховской), Д. в 1829 был принят в труппу Петерб. театра. Первоначально играл небольшие роли в трагедиях и мелодрамах, а также в операх (партии баритона: Бартоло - "Севильский цирюльник" Россини, и др.). С 1831 выступал преим. в водевилях. Живость и непринуждённость игры, красивый голос, умение танцевать и свободно держаться на сцене обеспечили Д. особенный успех в ролях "светских ветрен-ников", "комич. стариков": Жовиаль ("Стряпчий под столом" Д. Т. Ленского), Фрейтаг и Макар Губкин ("Девушка-гусар", "Студент, артист, хорист и аферист" Кони) и др. Исполнение Д. ролей классич. репертуара (Хлестаков -"Ревизор" Гоголя, Молчалин - "Горе от ума" Грибоедова) отличалось легковесностью, поверхностностью. Был известен как автор музыки к водевильным куплетам ("Музыкальный альбом водевильных куплетов, составленный Николаем Дюром", 1-3 тетради, 1837-39). Лит.: Кони Ф., Николай Осипович Дюр, "Репертуар Русского театра", СПБ, 1839, т. 2, кн. 7, с. 1 - 24.

ДЮРАНДА МИССИЯ, английская миссия в Афганистане в 1893, возглавлявшаяся секретарём по иностр. делам колониального правительства в Индии Г. М. Дюрандом (Н. М. Durand). Завершилась подписанием навязанного эмиру Афганистана Абдуррахману соглашения о границе между Афганистаном и англ, владениями в Индии. См. в ст. Англо-афганские договоры и соглашения 19-20 вв.

ДЮРАН-РЕЙНАЛЬСА ФАКТОРЫ, диффузионные факторы, агенты ферментативной природы, способные повышать проницаемость соединит. ткани (гл. обр. путём деполимеризации её основного вещества -гиалуроновой к-ты) и тем самым ускорять распространение и переход в лим-фатич. капилляры находящихся в ней воды, солей, продуктов жизнедеятельности тканей, бактерий и др. Открыты исп. учёным Ф. Дюран-Рейнальсом (F. Duran-Reynals) в 1928.

ДЮРАНС (Durance), река на Ю.-В.Франции, лев. приток Роны. Дл. 350 км, пл. басе. 14,2 тыс. км2. Истоки в Котских Альпах, в ср. течении пересекает отроги Прованских Альп, в низовьях выходит в пределы Ронской низм. Осн. источником питания в верх, части бассейна служат талые снеговые, а на остальном протяжении - дождевые воды. Зимой и весной (включая июнь) на Д. наблюдаются бурные и высокие (до 4-7 м) паводки, вызывающие иногда прорывы береговых валов и наводнения в пределах Ронской низм. Ср. расход воды в ниж. течении 190 мэ/сек, наибольший - до 5200 м3/сек. Каскад ГЭС общей мощностью 1300 тыс. кет. В басе. Д. орошается св. 60 тыс. га. Сплав леса. На Д. -гг. Бриансон, Авиньон.

ДЮРВИЛЯ МОРЕ, окраинное море Южного ок. у берега Антарктиды, между 136° и 148° в. д. Омывает Землю Адели. Юж. часть моря находится в пределах материковой отмели с глубиной менее 500 м, северная - с глуб. до 3610 м. Большую часть года покрыто дрейфующими льдами. Много айсбергов. Солёность 33,7-33,8°/оо. Открыто в 1914 австрал. экспедицией под рук. Д. Моусона. Названо в честь Ж. Дюмон-Дюрвиля.

ДЮРЕР (Diirer) Альбрехт (21.5.1471, Нюрнберг, - 6.4.1528, там же), немецкий живописец, рисовальщик, гравёр, теоретик иск-ва. Крупнейший художник нем. Возрождения. Учился ювелирному делу у своего отца, выходца из Венгрии, и в 1486-89-живописи в мастерской М. Вольгемута, восприняв принципы поздней готики; сильное влияние на Д. оказали гравюры на меди М. Шонгауэра с их графич. тонкостью и реалистич. раннеренессансными элементами. Работы, выполненные Д. в годы учебных странствий по верх. Рейну (1490-94), типичны для нем. иск-ва 15 в., сочетавшего черты поздней готики и Возрождения. В дальнейшем воздействие гума-нистич. учений, подкреплённое посещением Италии (1494-95 и 1505-07) и Нидерландов (1520-21), усилило стремление Д. к научно обоснованным методам художеств. познания мира. Он всё углублённее изучал натуру, размышлял над проблемами природы иск-ва, законами красоты и гармонии, разрабатывал учение о пропорциях. Многосторонность устремлений, неутомимость исканий Д. проявились и в его картинах, акварелях, рисунках, гравюрах, и в его теоретич. трудах ("Руководство к измерению...", 1525; "Наставление к укреплению городов...", 1527; "Четыре книги о пропорциях человека", 1528).

Свежая непосредственность впечатления отличает ранние пейзажные акварели Д. ("Вид Триента", 1495, Художественная гал., Бремен; "Домик у пруда", ок. 1495-97, Британский музей, Лондон), где он стремился уловить цвета натуры и связывающую их свето-воздуш-ную среду. В дальнейшем в его живописи укрепляется новаторское для нем. иск-ва стремление к полной логич. ясности образной структуры, к строго упорядоченному размещению пластич. объёмов в пространстве, к чёткому сопоставлению локальных цветов (многофигурные композиции: "Дрезденский алтарь", ок. 1496, Картинная гал., Дрезден; алтарь Паумгартнеров, 1502-04, Старая пинакотека, Мюнхен; "Поклонение Троице", 1511, Художеств.-ист. музей, Вена); опорой художнику служил опыт итал. иск-ва, в т. ч. колористич. достижения венецианской школы ("Поклонение волхвов", 1504, Гал. Уффици, Флоренция; "Праздник чёток", 1506, Нац. гал., Прага; "Мария с младенцем", 1512, Художеств,-ист. музей, Вена, илл. см. т. 6, табл. IX). Д. не утратил при этом необычайной зоркости наблюдений, огромной жизненной яркости образов и выразительности деталей, идущей от традиций нем. готики напряжённой экспрессии. Универсальность дарования Д. особенно полно выразилась в его рисунках (ок. 900) -точнейших аналитически-детальных натурных штудиях, композиционных набросках и завершённых станковых листах.

С особой интенсивностью и упорством Д. работал в гравюре (ок. 350 рис. для гравюр на дереве и ок. 100 гравюр резцом на меди), создав многие шедевры мировой графики. В серии гравюр на дереве "Апокалипсис" (1498) он обратился к теме конца мира, отвечавшей обществ. настроениям переломной эпохи, когда назревали мощные классовые и религ. битвы; здесь Д. воплотил в захватывающих фантастич. образах своё ожидание грозного возмездия, всемирно-историч. перемен. В последующих циклах "Большие страсти" (ок. 1497-1511), "Жизнь Марии" (ок. 1502-11) и "Малые страсти" (1509-11), с их героикой и лирикой, драматизмом и умиротворённостью, он довёл до совершенства ритмич. строй линий, то нежных и хрупких, то полных силы и внутр. динамики. В резцовых гравюрах на меди проявилось тяготение Д. к ясности линии и объёма, к богатству пластич. форм и светотеневых переходов, к передаче чувственного многообразия материального мира. Достигнув изумительной тонкости графич. языка уже в гравюрах, созданных ок. 1500-03 ("Св. Евстафий", "Немезида"), Д. пришёл в трёх т. н. "мастерских" гравюрах 1513-14 к своим высшим достижениям: "Всадник, смерть и дьявол" (1513) -образ непоколебимого следования своему долгу, стойкости перед любыми искушениями; в "Меланхолии" (1514) воплощены внутр. конфликты и беспокойство творческого духа человека; "Св. Иероним" (1514) явился гуманистич. прославлением пытливой мысли исследователя, а в изображении освещённой солнцем комнаты есть пленительная поэзия мирного уюта. В гравюре, как и в живописи и рисунке, Д. постоянно возвращался к изображению обнажённой фигуры, изучению её пропорций, следуя примеру итал. художников Возрождения ("Адам и Ева", гравюра на меди, 1504). Значит, место в гравюрах занимают мотивы нар. быта, полные жизненных сил образы крестьян (гравюры на меди: "Три крестьянина", ок. 1497; "Пляшущие крестьяне", 1514).

А. Дюрер. Автопортрет. 1500. Старая пинакотека. Мюнхен.

А. Дюрер. "Четыре всадника". Гравюра на дереве из цикла "Апокалипсис". 1498.

Д.- один из величайших портретистов в мировом иск-ве. Уже ранние его опыты поражают зрелым мастерством (портрет отца, 1490, Гал. Уффици). Широк диапазон его портретных образов - от лиричного, задушевного женского портрета (ок. 1506, Картинная гал., Берлин-Далем) до потрясающе правдивого портрета матери (уголь, 1514, Гравюрный кабинет, Берлин-Далем), от юношеской любознательности молодого человека (1521, Картинная гал., Дрезден; илл. см. т. 5, вклейка к с. 273), самоуглубления Эразма Роттердамского (гравюра на меди, 1526), спокойной собранности Якоба Муффеля (1526, Картинная гал., Берлин-Далем) до неуёмной горячности Хиеронимуса Хольцшуэра (1526, там же) и гневного неистовства пожилого бюргера (1524, Прадо, Мадрид). Столь же разнообразны автопортреты Д. (1493, Лувр, Париж; 1498, Прадо, илл. см. т. 1, вклейка к с. 169; 1500, Старая пинакотека). Все эти портреты роднят гуманистич. устремления художника, гордое самосознание его моделей, ощущение внутр. напряжённости и духовной энергии человека, пытливости его ума и силы чувства. Художеств. искания Д. завершила живописная композиция-диптих "Четыре апостола" (1526, Старая пинакотека), поражающая пластич. мощью и мужеств. энергией в изображении лиц и драпировок; четыре обобщённых характера-темперамента связывает общий гуманистич. идеал независимой мысли, силы воли, стойкости в борьбе за справедливость и истину.

Д. представлял собой новый для Германии ренессансный тип художника, окончательно порвавшего со ср.-век. анонимностью творчества. Он завоевал почётное положение в родном городе, известность в Германии и за рубежом, дружил с виднейшими гуманистами, получал заказы от императора, князей и богатых бюргеров. Д., причислявшийся Ф. Энгельсом к титанам эпохи Возрождения, сумел как художник и мыслитель дать глубоко нац. претворение ренессансным идеям; своеобразие творчества Д.-в тесном переплетении нем. традиций, начал беспокойной экспрессии, живописности, стремительной фантазии с присущим Высокому Возрождению чётким выражением пластически-пространств. структуры реального мира. Иск-во Д., многогранно отразившее бурную эпоху Реформации и Крестьянской войны 1524-1526, было важным элементом обществ, прогресса. Об этом говорят и народные тенденции творчества Д., и верность художника ренессансным гуманистическим идеалам, и его неуклонное стремление к реалистическому отражению богатства и диалектической сложности реальной жизни.

Илл. см. на вклейке к стр. 568-569.

Соч.: Дневники, письма, трактаты, пер. с нем., т. 1 - 2, Л.- М., 1957.

Лит.: Либман М. Я., Дюрер, М., 1957; Нессельштраус Ц., Альбрехт Дюрер. 1471-1528. Л.- М., 1961; [Гершензон-Чегодаева Н.], Альбрехт Дюрер, М., 1964; F1есhsig E., Albrecht Diirer, Bd 1 - 2, В., 1928-31; Musper Th., Albrecht Durer, der gegenwartige Stand der Forschung, Stuttg., 1952; Waetzold W., Durer und seine Zeit, Koln, 1953; Wо1ff lin H., Die Kunst Albrecht Diirers, Munch., 1953; Panofsky E., The life and art of A. Durer, Princeton, 1955: Wink1er F., Albrecht Durer. В., 1957. К. М. Кобер. ГДР.

Э. Дюркгейм,

Ф. Дюрренматт..

ДЮРИНГ (Diihring) Евгений (12.1.1833, Берлин,-21.9.1921, Новавес, близ Потсдама), немецкий философ; занимался также вопросами политэкономии и права. Сын прусского чиновника. Юрист по образованию. Приват-доцент Берлинского университета (1863-77). Д. предпринял попытку построить собственную систему "философии действительности", которая, по его словам, утверждает новый способ мышления. Однако его построения оказались смешением элементов метафизич. материализма, позитивизма и кантианства. Он считал философию априорным учением о конечных истинах. Мир, по Д., не имеет конца, но имел начало во времени, чему предшествовало состояние абс. покоя. Переход от покоя к движению Д. объясняет при помощи понятия некоей "механич. силы", якобы присущей материи. Т. о., Д. стремился избежать идеи первотолчка и одновременно уклониться от материалистич. трактовки движения как атрибута материи; время у Д. оторвано от пространства и от материи.

Социологич. концепция Д. основана на идеалистич. воззрении, согласно к-рому причиной социального неравенства, эксплуатации и нищеты является насилие. Социалистич. преобразование общества, по Д., должно исключать революц. переворот и идти в духе мелкобурж. социализма Пру дона, путём кооперирования мелких производителей. Д. был сторонником учения амер. экономиста Г. Ч. Кэри. Он выступал против политич. экономии марксизма, материалистич. диалектики и науч. социализма. Идеи Д. получили нек-рое распространение в среде нем. с.-д-тии. Это побудило Ф. Энгельса подвергнуть воззрения Д. критич. анализу, показавшему их эклектич. характер и науч. несостоятельность (см. "Анти-Дюринг").

Соч.: Naturliche Dialektik, В., 1865; Ciirsus der Philosophic..., Lpz., 1875; Logik und Wissenschaftstheorie, 2 Aufl., Lpz., 1905; Kritische Geschichte der allgemeinen Principien der Mechanik, 2 Aufl., Lpz., 1877; в рус. пер.- Ценность жизни, СПБ, 1894.

Лит.: Ленин В. И., Материализм и эмпириокритицизм, Поли. собр. соч., 5 изд., т. 18. Т. И. Ойзерман.

ДЮРКГЕЙМ (Durkheim) Эмиль (15.4. 1858,Эпиналь,-15.11.1917, Париж),фран-цузский социолог-позитивист, основатель франц. социологич. школы. Проф. социологии и педагогики в Бордо (с 1896) и Сорбонне (с