загляните на купон-скидку или справочники: окна kbe, окна veka, окна rehau, остекление балкона, остекление лоджии, изготовление окон, монтаж окон, остекление, производство окон, металлопластиковые окна, окна пвх, пластиковые окна, установка окон, стеклопакеты и евроокна.



ВСЁ О СТРОИТЕЛЬСТВЕ, ЖЕЛЕЗОБЕТОНЕ, БЕТОНЕ, АРХИТЕКТУРЕ И НЕ ТОЛЬКО...:
ОПРЕДЕЛЕНИЯ:

АСФАЛЬТИРОВАНИЕ, устройство асфальтобетонных покрытий на автомобильных дорогах, улицах, аэродромах и т. п. путём укладки и уплотнения асфальтобетонной смеси по предварительно подготовленному основанию. В зависимости от назначения покрытия асфальтобетонную смесь (асфальтобетон) укладывают в один или два слоя на основание из щебня, гравия (нежёсткое основание) или бетона (жёсткое основание). Нижний слой толщиной 4-5 см устраивают из крупно- или среднезерни-стой смеси с остаточной пористостью 5-10% ; верхний слой толщиной 3-4 см-из средне- или мелкозернистой смеси (остаточная пористость 3-5%). При тяжёлых нагрузках и интенсивном движении транспорта покрытия устраивают 3-4-слойными общей толщиной 12-15 см. АСФАЛЬТИРОВАНИЕ начинается с очистки основания от пыли и грязи механич. дорожными щётками и поливомоечными машинами, исправления неровностей основания, обработки его поверхности жидким битумом или битумной эмульсией. Асфальтобетонная смесь приготовляется в асфальтобетоно-смесителях на стационарных или полустационарных заводах (установках), доставляется на место автомобилями-самосвалами и загружается в приёмный бункер асфалътобетоноукладчика, к-рый укладывает, разравнивает и предварительно уплотняет смесь. Окончат. уплотнение осуществляется катками дорожными. .


КОММУНАЛЬНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО, отрасль строительства, занятая сооружением объектов, связанных с обслуживанием жителей городов, посёлков городского типа, районных сельских центров и населённых пунктов сельской местности. В числе этих объектов: системы водоснабжения и канализации с очистными сооружениями и сетями; сооружения городского электрического транспорта с путевым, энергетическим хозяйством, депо и ремонтными предприятиями; сети газоснабжения и теплоснабжения с распределительными пунктами, районными и квартальными котельными; электрические сети и устройства напряжением ниже 35 кв; гостиницы; городские гидротехнические сооружения; объекты внешнего благоустройства населённых мест, озеленения, дороги, мосты, путепроводы, ливнестоки; предприятия санитарной очистки, мусороперерабатывающие и др. Планомерное развитие КОММУНАЛЬНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА в СССР началось ещё в 1-й пятилетке и осуществлялось нарастающими темпами до начала Великой Отечеств, войны 1941-45. В годы 4-й пятилетки (1946-50) проводились работы по восстановлению объектов коммунального назначения, разрушенных во время нем.-фаш. оккупации. В последующие годы КОММУНАЛЬНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО велось высокими темпами в связи с бурным развитием промышленности, культуры, увеличением численности городов и посёлков городского типа .
ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО, теория и практика планировки и застройки городов (см. Город). ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО определяют социальный строй, уровень развития производственных сил, науки и культуры, природно-климатичие условия и национальные особенности страны. ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО охватывает сложный комплекс социально-экономических, строительно-технических, архитектурно-художественных, а также санитарно-гигиенических проблем. Общим для ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО досоциалистических формаций является большее или меньшее влияние на него частной собственности на землю и недвижимое имущество..
ЗЕЛЁНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО, составная часть современного градостроительства. Городские парки, сады, скверы, бульвары, загородные парки (лесопарки, лугопарки, гидропарки, исторические, этнографические, мемориальные), национальные парки, народные парки, тесно связанные с планировочной структурой города, являются необходимым элементом общегородского ландшафта. Они способствуют образованию благоприятной в санитарно-гигиеническом отношении среды, частично определяют функциональную организацию городских территорий, служат местами массового отдыха трудящихся и содействуют художественной выразительности архитектурых ансамблей. При разработке проектов садов и парков учитывают динамику роста деревьев, состояние и расцветку их крон в зависимости от времени года.

Главная страница
Поиск по сайту
Оглавление страниц

Объяснение слов: словарь, справочник, информация. Строительство, экономика, промышленность - все сферы жизни: от А до Г, от Г до П и от П до Я

дутовцев, к-рые бежали в Тургайские степи. Начавшийся в конце мая мятеж Чехословацкого корпуса активизировал силы контрреволюции на Юж. Урале; 3 июля 1918 Дутов вторично захватил Оренбург. В нояб. 1918 его войска вошли в состав армии адм. А. В. Колчака. После разгрома белогвард. войск Колчака в кон. 1919 остатки войск Дутова бежали в Семиречье, а оттуда в Китай (Синьцзян).

Лит.: Ленин В. И., Поли. собр. соч., 5 изд., т. 35, с. 322, 325; т. 36, с. 460, т. 37, с. 28, 217, т. 50, с. 10; История гражданской войны в СССР, т. 3, М., 1957; Победа Октябрьской социалистической революции; на Урале, Свердловск, 1967; Лисовский Н., Разгром дутовщины (1917- 1919), М., 1964. А.Л.Спасский.

ДУТЬЁ в технике, подача воздуха или др. газов в пром. теплотехнические агрегаты для обеспечения или интенсификации протекающих в них физ.-хим. процессов. Сжатие и подача газа осуществляются воздуходувками и компрессорами. Различают Д.: холодное - с подачей атм. воздуха; горячее - с предварит. нагревом воздуха до 1100-1200°С. В металлургии замена холодного Д. горячим повысила производительность печей. Д. с постоянным содержанием влаги, устраняющее отрицат. влияние колебаний влажности атм. воздуха на режим плавки, появилось в 40-х гг. 20 в. В нач. 60-х гг. с целью интенсификации процесса плавки получило распространение Д., обогащённое кислородом. Наибольший расход Д. характерен для доменного производства, где кол-во газа, вдуваемого в печь, составляет в среднем 2 м3/мин на 1 м3полезного объёма печи (в совр. доменную печь подаёмся 5000-7000 м3/мин газа под давлением 0,3-0,5 Мн/м2). Одновременная подача в доменную печь воздуха, обогащённого кислородом, и природного газа наряду с увеличением производительности печи уменьшает расход кокса. В конвертерном производстве применяется кислородное Д., подаваемое в конвертер сверху под давлением 0,9-1,5 Мн/м2в кол-ве 300-800 м3/мин.



ДУУМВИРЫ, дуовиры (от лат. duo - два и vir - муж), два высших должностных лица в рим. муниципиях и колониях. Избирались ежегодно и обладали полномочиями, аналогичными власти консулов в Риме.

ДУУН (Duun) Улав (21.11.1876, Йоа, в Намсенфьорде,- 13.9.1939, Ботне), норвежский писатель. В 1904-27 учительствовал. Автор психология, романов "Марьяна" (1908), "Три друга" (1914), "Харальд" (1915),"Чистая совесть" (1916). В цикле романов "Жители Ювика" (т. 1 -6, 1918-23) Д. рассказал историю одного крест, рода в Трённелаге. Язык книг Д. содержит элементы диалекта этого района Норвегии. Проблемы совр. жизни поставлены в историч. романе "Карл Великий" (1928).

Соч.: Skrifter, bd 1 - 12, Oslo, [1948 - 49]; Skrifter i samling, bd 1 - 12, Oslo, 1957.

Лит.: Hanssen O., Juvik - verket av Olav Duun, Ung Norig", 1921; Haakоnsen D., Olav Duun. En dikter om var egen tid, [Oslo], 1949; Saeteren A., Menneiket og samfunnet, Oslo, 1956.

ДУ ФУ (712, уезд Гун, пров. Хунань,-770), китайский поэт. Род. в семье чиновника. Много странствовал по Китаю и хорошо знал жизнь народа. Был близок к Ли Бо. В стихах "Песня о боевых колесницах", "В поход за Великую стену" (750-е гг.) Д. Ф. протестует против разорительных войн, ведущихся правительством. Его "Песня о красавице" высмеивает распутную жизнь придворных. В поэме "Что было у меня на душе, когда я из столицы направлялся в Фынсянь" (755) выразил мечту о равенстве людей. В "Песне о молодом человеке" осудил корыстолюбие чиновников. Во время феод, мятежа Ань Лу-шаня бежал из столицы, спасаясь от захватчиков. В стихах этого периода Д. Ф. пишет о поражении танской армии, о страданиях народа. Широкую известность получили циклы обличительных стихов Д. Ф. "Три правителя" и "Три расставания". Последние годы жизни поэт провёл в скитаниях, умер в одиночестве и нищете. Д. Ф. мастер пейзажной лирики, воспевал радость единения человека и природы ("Весенние воды", "Рано встаю" и др.). Стихи Д. Ф. оказали громадное влияние на развитие поэзии всего Дальнего Востока. В Китае его называли "корифеем поэзии".

Соч.; Ду Шао-Лин цзи сяы чжу, т. 1 - 4, Пекин, 1955; в рус. пер.- Стихотворения, М.- Л., 1962.

Лит.: Серебряков Е. А. Ду Фу. Критико-биографический очерк, М., 1958; Фын Чжи, Ду Фу чжуань, Пекин, 1953.

ДУХ, философское понятие, означающее невещественное начало, в отличие от материального, природного начала. Вопрос о соотношении Д. и материи есть основной вопрос философии. Утверждение первичности материи, производным от к-рой выступает Д., является материализмом; по словам Ф. Энгельса, дух есть "высший цвет" материи (см. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., 2 изд., т. 20, с. 363). Признание первоначалом мира Д. является идеализмом, спиритуализмом. Идея Д., играющая центр, роль в идеалистич. учениях, выступает как понятие (панлогизм), как субстанция (пантеизм), как личность (теизм, персоналистич. концепции). В рационалистич. фил ос. системах Д. по существу отождествляется с мышлением, сознанием, в иррационализме в качестве моментов, определяющих сущность Д., рассматриваются его немыслительные аспекты - воля, чувство, воображение, интуиция и т. д.

Первоначально в Др. Греции понятие Д. (нус, логос, пневма и др.) мыслилось как тончайший субстрат с нек-рыми признаками материи. Так, пневма означает "ветер" (у Фалеса, Эмпедокла), "воздух" (у Анаксимена и др.) и т. п. У Платона и Аристотеля нус (ум) становится важнейшим понятием - он является перводвигателем космоса и формо-образующим началом, изливающим свои энергии в тёмную и бесформенную материю. Систематич. разработку понятие Д. получило в неоплатонизме, в частности у Плотина. В отличие от космологической, интеллектуалистической, безличностной трактовки Д. в античности, биб-лейско-христ. традиция представляет Д. как прежде всего личностный абсолют и личную волю (бога), сотворившую из ничего мир и человека. В философии нового времени получает развитие рационалистич. понимание Д. как прежде всего разума, мышления (франц. философ Р. Декарт, нидерл. философ Б. Спиноза, франц. материалисты 18 в.). Интел-лектуалистич. сторону Д. особенно разрабатывала нем. классич. философия. Ф. Шеллинг представлял всю природу лишь как момент абс. Д.; Г. Гегель построил философию мирового Д., выражающего себя как система развивающихся логич. категорий. В русле толкований Д. как целостности (романтизм) и иррационалистич. трактовок Д. (Ф. Ницше, А. Шопенгауэр, Э. Гартман и др.) развиваются интуитивистские (А. Бергсон, Н. Лосский) и экзистенциалистские интерпретации. Так, в экзистенциализме Д. противостоит разуму как ложному, убивающему личность началу; Д.- это прежде всего исходящая из подлинной экзистенции воля. Позитивистское течение мысли (неопозитивизм) вообще ликвидирует проблему Д. как метафизическую, т. е. стоящую вне сферы науч. исследования.

В марксистской философии понятие Д. употребляется обычно как синоним сознания.

ДУХАН (от араб, дуккан - лавка), кабачок, небольшой ресторан с продажей вин на Кавказе и на Бл. Востоке.

ДУХАН, город на 3. Катара. Ок. 3 тыс. жит. Шосс. дорогой соединён с портами Умм-Саид и Доха. Центр гл. района нефтедобычи страны, откуда нефть по трубопроводу поступает в порт Умм-Саид. В Д.- опреснитель мор. воды, холодильник. 2 ТЭС.

ДУХИ, спиртовые (или спирто-водные) растворы смесей душистых веществ -парфюмерных композиций и настоев, применяемые как ароматизирующее средство. Для приготовления парфюмерных композиций используется более 300 натуральных и синтетич. душистых веществ, получаемых из растит., животного и хим. сырья. Вещества растит. происхождения - эфирные масла (паровой перегонки и экстрактные) применяются как самостоят. душистые вещества (розовое, кориандровое, сандаловое), как сырьё для получения синтетич. душистых веществ (кориандровое, сасафра-совое, анисовое), а также в виде настоев (листья пачули, семена кориандры, дубовый мох). Вещества животного происхождения (амбра, цибет, мускус) используются только в виде настоев.

В среднем в состав композиции входит от 15 до 60 и более различных душистых веществ. Кристаллич. душистые вещества предварительно растворяют в одном из жидких труднолетучих компонентов. В зависимости от вида сырья процесс экстрагирования душистых веществ длится от неск. часов до 1 года. Для более полного извлечения душистых веществ сырьё обрабатывают спиртом 2-3 раза. Собственно Д. готовят в герметически закрытых аппаратах или цистернах, снабжённых механич. мешалками или насосами, в нек-рых аппаратах перемешивание ещё осуществляется барботерами (см. Барботирование). В состав нек-рых сортов Д. после растворения композиции добавляют воду и небольшое кол-во водных растворов красителей. Нерастворимые в спирте белковые вещества, воски и др. примеси выпадают в осадок при растворении душистых веществ. Готовые Д. разливают во флаконы на вакуум-разливочных машинах. Все операции отделки флаконов (укупорка, этикетирова-ние, проверка герметичности, упаковка) выполняются на автоматах или с помощью специальных приспособлений на конвейере.

Стойкость запаха Д. на хл.-бум. ткани должна быть не менее 30 ч. Д. обычно содержат 10-25% композиции, в состав нек-рых Д. входит до 50% композиции. По характеру запаха Д. делятся на две группы: цветочные, имитирующие запах одного или неск. цветов; духи, созданные фантазией парфюмеров. Д. могут иметь лёгкий нежный запах ("Лирика", "Лель", "Эллада" и др.), сильный запах ("Каменный цветок", "Чайка", "Ярославна" и др.). При хранении Д. следует защищать от действия солнечных лучей. Гарантийный срок хранения 12 мес с момента выпуска; для Д. группы "экстра"-15 мес.

ДУХОБОРЫ ("борцы за дух"), сектанты крайнего протестантского толка. Движение зародилось во 2-й пол. 18 в. среди крестьян Воронежской, Тамбовской, Ека-теринославской губ. и в Слободской Украине, где было распространено хлыстовство и куда, возможно, проникало учение одной из протестантских сект -квакеров. Д. полагали, что в мире извечно происходит борьба духовного (последователи Авеля) с плотским (последователи Каина). К последним относятся власти, неправедные судьи, богачи. Д. считали себя последователями Авеля, истинными людьми и избранным народом, к-рый призван созидать мир на земле, осуществить братство в духе божьей правды. Руководитель Д., по их мнению, и есть Христос во плоти, сам избирающий себе преемника. При нём совет старейшин. Никаких обрядов Д. не признают, за исключением бракосочетания. У Д. существует много спец. псалмов, исполняемых на молитвенных собраниях.

В 1804, желая заселить юж. окраины России, Александр I разрешил Д. поселиться на р. Молочная Мелитопольского у. Таврической губ. В 1841 они были переселены в Закавказье (Ахалкалак-ский у.- т. н. Мокрые горы). К этому времени среди Д. обозначился раскол, завершившийся в 80-е гг. созданием большой и малой (зажиточной) партии. Последняя не выступала с социальным протестом, требовала карать тех, кто преступает волю царя. В 1898-1900 часть Д. была выселена в Канаду, где их общины продолжают существовать. Лит.: Новицкий О., Духоборцы. Их история и вероучение, 2 изд., К., 1882; Бонч-Бруевич В. Д., Сектантство и старообрядчество в 1-й пол. XIX в., Избр. соч., т. 1, М., 1959; Клибанов А. И., История религиозного сектантства в России (60-е годы XIX в.- 1917 г.), М., 1965.

А. И. Рогов.

ДУХОВ Николай Леонидович [13(26).10. 1904, Веприк, ныне Полтавской обл.,-1.5.1964, Москва], советский учёный в области механики, чл.-корр. АН СССР (1953), ген.-лейтенант инж.-технич. службы, трижды Герой Социалистич. Труда. Чл. КПСС с 1941. С 1932, по окончании Ленингр. политехнич. ин-та, работал конструктором на Кировском з-де в Ленинграде. Автор ряда конструкций тяжёлых танков, отлично зарекомендовавших себя в Великой Отечеств. войне. В 1948-54 зам. науч. руководителя и гл. конструктор одного из ин-тов, с 1954 гл. конструктор и науч. руководитель конструкторского бюро оборонной пром-сти. 5 Гос. премий СССР, Ленинская пр. Награждён 4 орденами Ленина, 3 др. орденами, а также медалями.

ДУХОВ ДЕНЬ, церковный праздник в христ. религии, второй день троицы, празднуемой в мае - июне на 50-й день после пасхи; связывается с мифом о "сошествии бога-духа" на апостолов и получении ими дара проповеди христианства на "иных языках"; символизирует замену "законов Моисея" "законом евангелия". На Руси Д. д. совпадал с семиком -славянским праздником жертвоприношений духам растительности и предков.

ДУХОВАЯ МУЗЫКА, музыка для духовых инструментов. Обычно термин "Д. м." обозначает произведения, исполняемые духовыми оркестрами; в более широком понимании к Д. м. относятся также сочинения для камерных духовых ансамблей (квартеты, квинтеты и т. д.) и для отд. духовых инструментов. См. Военная музыка.

ДУХОВЕНСТВО, в современных религиях служители культа, обычно (но не во всех религиях) организованные в иерар-хич. корпорации. Верующими представители Д. почитаются как люди, наделённые сверхъестеств. силой, способные быть посредниками между людьми и богом. В зависимости от своего положения и функции в церкви Д. делится на высшее и низшее. В нек-рых религиях представители высшего Д. почитаются как наместники бога на земле (папа римский в католицизме) или как воплощение божества (далай-лама и панчен-лама в ламаизме, глава секты исмаилитов). В ряде религий Д. разделяется на чёрное (монашество, принимающее на себя особые обязательства, в т. ч. уход "из мира") и белое (живущее "в миру"). В буддизме монашество охватывает всё Д.

В антагонистич. классовом обществе Д. в своей массе являлось и является опорой господств. эксплуататорских классов. "Все и всякие угнетающие классы нуждаются для охраны своего господства в двух социальных функциях: в функции палача и в функции попа. Палач должен подавлять протест и возмущение угнетенных. Поп должен утешать угнетенных, рисовать им перспективы... смягчения бедствий и жертв при сохранении классового господства, а тем самым примирять их с этим господством, отваживать их от революционных действий, подрывать их революционное настроение, разрушать революционную решимость" (Ленин В. И., Поли. собр. соч., 5 изд., т. 26, с. 237).

Общепринято связывать Д. с монотеис-тич. религиями. Непосредственным его предшественником являлось жречество, типичное для политеизма (более ранней ступени развития религии). Принципиального различия между Д. и жречеством не существует. Одной из осн. функций жречества государств древнего мира являлось отправление религ. культа; жречество представляло собой привилегированную прослойку, входившую в состав господств. класса.

Процесс формирования Д., начало складывания церк. иерархии прослеживаются на примере христианства. В ранних христ. общинах, организованных демократически, Д. ещё не существовало. С ростом числа сторонников христианства произошло в общинах разделение на клир (духовенство) и мирян. Приблизительно с сер. 2 в. руководство в общинах постепенно перешло к епископам, к-рым были подчинены священнослужители, а в нач. 4 в. возникло монашество. Позже епископы наиболее влиятельных епископий стали именоваться патриархами, а на основе РИМ. епископата образовалось папство (5 в.).

В феод. гос-вах Д. составляло особое привилегированное сословие, стоявшее на страже интересов феодалов, освящавшее феод. эксплуатацию народа. Члены высшей духовной иерархии (архиепископы, епископы, настоятели монастырей и др.) были крупными землевладельцами, на их землях жестоко угнетались массы феодально-зависимых крестьян. Хотя Д., будучи в средние века "...единственным образованным классом" (Энгельс Ф., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 21, с. 495), и способствовало нек-рому распространению грамотности, знаний (основывало школы, переписывало в монастырях книги, составляло хроники и т. п.), но в то же время оно препятствовало развитию науки, независимой от богословия, захватывая монополию на образование. подчиняя своему влиянию всю духовную жизнь общества. Отд. представители Д., поднимавшиеся выше своего круга и выступавшие как носители прогрессивной мысли (Дж. Бруно), подвергались преследованиям.

Низшее Д., вербовавшееся из среды бюргерства, крестьян и плебеев, стояло по условиям жизни ближе к нар. массам. Выходцы из его рядов нередко были участниками или руководителями нар. движений (Дж. Балл, Долъчино, Ян Туе и др.), порой выступали с критикой религии, церкви и обществ, порядков (Ж. Мелье, Ж. Ру).

При капитализме прежние политич. и экономич. связи высшего Д. с земле-владельч. аристократией постепенно вытесняются связями с крупной буржуазией, с монополиями, интересы к-рых Д. (в своём большинстве) отстаивает, провозглашая священность частной собственности, оправдывая классовое деление общества и осуждая революц. классовую борьбу.

В эпоху империализма Д. стало активно участвовать в борьбе буржуазии против социалистич. рабочего движения. После победы Великой Окт. революции, встреченной Д. и в России, и за рубежом, как правило, враждебно, антисоветизм и антикоммунизм стали одним из постоянных мотивов в обществ, и религ. деятельности большей части Д. (особенно высшего) капиталистич. стран. Большое место в деятельности Д. бурж. гос-в занимает пропаганда религ. доктрин среди населения, при этом оно использует в своих целях различные политич. партии и орг-ции. Усиление мировой социалистич. системы, успехи нац.-освободит. движения и популярность идей социализма привели мн. представителей Д. различных стран к осознанию необходимости пересмотреть свои позиции в важнейших вопросах современности: а именно к отказу от безусловного оправдания капитализма. Часть Д. стала поддерживать движение за мир и мирное сосуществование. В социалистич. странах укрепление социалистич. строя побудило Д. в своей осн. массе занять лояльную позицию по отношению к социалистич. гос-ву.

Д. остаётся проповедником антинаучной идеалистической идеологии. Для противодействия влиянию идей коммунизма и упадку религиозности Д. стало искать новые пути воздействия на массы. Одним из таких путей является, напр., организация католич. церковью т. н. светского апостолата - создание из мирян помощников Д. Представители Д. в целях укрепления позиций религии, поколебленных развитием науки, пытаются идеалистически истолковывать науч. открытия. Стремясь сохранить своё влияние на массы, Д. выдаёт себя за блюстителя нац. самобытности и культуры, отмежёвывается от мрачных страниц своего далёкого и недавнего прошлого, возвеличивает свою роль в истории.

М. М. Шейнман.

Д. в России. На терр. Рус. гос-ва, а позднее Росс, империи существовало много религ. культов и вероисповеданий. Главнейшими из них были: в христ. религии - рус. православная церковь, арм. апостольская церковь, груз, православная церковь, католическая церковь, лютеранские церкви, старообрядчество; а также ислам, имеющий последователей суннитского и шиитского толков; иудаизм, делящийся на талмудистов и караимов; буддизм, последователи к-рого исповедуют его ламаистскую разновидность; множество сект - молокане, духоборы, мормоны, штундисты, хлысты, баптисты, евангельские христиане, адвентисты и др. Во многих религиях в России Д.- это замкнутое сословие со строгой иерархией. Сверху вниз эта иерархия выглядит след, образом: в православной церкви имеются 3 степени священства: епископ (патриарх, митрополит, архиепископ, епископ пресвитер (протопресвитер, протоиерей, священник), а в монашестве - архимандрит, игумен, иеромонах; диакон (протодиакон, диакон), а в монашестве - архидиакон, иеродиакон. В старообрядческой церкви белокриницкого и беглопоповского согласия - архиепископ (глава церкви), епископ, протоиерей, священник, протодиакон, диакон; в старообрядческой церкви беспоповского согласия - наставник. В католической церкви - архиепископ, епископ, декан, пробст (настоятель), ксёндз, диакон, субдиакон. В протестантских религиях, не имеющих церковной иерархии, Д. избирается верующими и имеет: в лютеранской церкви - архиепископов, епископов, пробстов, старших пасторов, пасторов. В религ. сектах-старших пресвитеров, благовестников, пресвитеров, проповедников, диаконов. В иудейской религии - раввинов; в буддийской религии - хамбо-лам, лам; в религиозных сектах - старших пресвитеров, благовестников, диаконов, пресвитеров, проповедников.

Во главе рус. православной церкви стоит патриарх, во главе арм. апостольской церкви - верховный патриарх-католикос всех армян, груз, православной церкви - патриарх-католикос. Лютеране отрицают сложную церк. иерархию и монашество. Эст. и латв. лютеранские церкви возглавляются каждая своим архиепископом, избираемым общинами верующих. Во главе каждой церк. общины стоит приглашаемый ею пастор, к-рый рассматривается не как посредник между богом и верующими, а лишь как толкователь Священного писания. В иудейской религии примерно ту же роль знатоков и толкователей священных текстов и руководителей религ. общины играют раввины. В мусульманстве над рядовыми служителями культа (муллами) стоит муфтий. Во главе забайкальских буддистов стоит бандидо хамбо-лама.

Господствующей церковью в России была рус. православная церковь. В 1897 из 126 368 тыс. чел. ок. 80 млн. населения России были православными. Оба вида духовенства - чёрное (монахи) и белое (священники, протоиереи, диаконы и протодиаконы) - появились на Руси после принятия христианства (988-989). Так как христианство было заимствовано из Византии, то на первых порах, как правило, священнослужителями были греки. Тогда же создалась церк. иерархия. Глава рус. церкви - митрополит, назначался константинопольским патриархом. Во главе отд. епархий (церк. округов) стояли епископы и архиепископы, избиравшиеся из среды чёрного Д. митрополитом и собором рус. епископов при значит, участии светской власти (князей). С 1448 рус. церковь освободилась от подчинения константинопольскому патриарху и стала самостоятельной (см. Православная церковь). Митрополит избирался собором рус. епископов, а в 1589 главе рус. церкви был присвоен титул патриарха московского и всея Руси. Но одновременно с этим церковь всё больше подчинялась власти царя. С самого начала архиереи и монастыри получали от князей зем. пожалования, к-рые росли за счёт вкладов "на помин души", покупки земель у светских феодалов, захвата земель у крестьян и др. Постепенно монастыри и архиерейские кафедры стали крупнейшими землевладельцами, пользовались феод, привилегиями, податным и судебным иммунитетом. Высшее Д., т. обр., составляло часть господствующего класса феодалов. Поэтому нар. антифеод, движения, будучи направленными и против духовных феодалов, и против церкви, освящавшей феод, строй, часто принимали форму ересей. Нередко активными участниками еретич. движений были представители низшего белого Д., ряды к-рого пополнялись выходцами
из крест, и посадского населения. Несмотря на то, что низшее белое Д. было близко по положению к трудящимся, оно не сливалось с ними, т. к. кормилось за счёт своей паствы, являлось проводником офиц. церк. идеологии, оправдывавшей эксплуатацию и призывавшей к покорности властям. До 18 в. кандидатов на священнические места избирали сами верующие, в вотчинах огромную роль в этом деле играли землевладельцы. С кон. 17 в. установился наследств. порядок занятия свободных священнических мест, что способствовало превращению белого Д. в замкнутое сословие, к-рое в 18 в. постепенно выдвинулось в ряды привилегированных сословий: оно было освобождено от архиерейского тягла, выросли его личные права. По первой ревизии (1718-27) в России значилось 97413 душ муж. пола, относящихся к православному Д. Белое Д. всё больше оформлялось в обособленную касту. Пётр I ликвидировал патриаршество, а управление церковью передал созданному в 1721 Синоду во главе с гос. чиновником -обер-прокурором. Это означало полное подчинение церкви гос. власти, превращение её в часть гос. аппарата. Самодержавие выделяло на содержание Д. огромные средства. К кон. 19 в. только Синод отпускал на содержание православного Д. 7 млн. руб. в год, а гос. казначейство -18 млн. в год, не считая пожертвований на приходское Д., доходов от церк. земель, имуществ и процентов с капиталов. Всё католич. Д. получало содержание из казны, Д. др. вероисповеданий содержалось на средства приходов. Д. верно служило самодержавию. На него были возложены нек-рые обязанности адм. и полицейского характера: запись актов гражд. состояния, наблюдение за политич. благонадёжностью прихожан. Во всех школах в обязат. порядке преподавался закон божий, значит. часть нач. школ находилась в руках Синода. Церковь имела свои уч. заведения: духовные семинарии, появившиеся в 18 в., и духовные академии. К нач. 20 в. в России было 4 духовные академии, 58 семинарий, в к-рых обучалось 19 900 чел. для занятия церк. должностей в рус. православной церкви. Подобные уч. заведения имело и Д. др. вероисповеданий. К 1917 в Росс. империи было 6 католич. семинарий, 6 семинарий арм. апостольской церкви и др. Д. постоянно нападало на науку, боролось с передовыми обществ, идеями, печать находилась под гнётом духовной цензуры. Д. было опорой самодержавия в борьбе с революц. движением. В годы Революции 1905-1907 Д. участвовало в организации обществ типа "Союза русского народам или "Союла Михаила Архангела", сеяло нац. вражду, было вдохновителем евр. погромов. Церк. учреждения владели землями, торг, заведениями, пром. предприятиями; мн. монастыри были миллионерами. В 1912 в рус. православной церкви насчитывалось 110 434 чел. белого и 91 654 чёрного Д. Подавляющее большинство Д. враждебно встретило Окт. социалистич. революцию 1917. Всеросс. поместный собор православной церкви (авг. 1917- сент. 1918) восстановил патриаршество. Патриархия и Д. стали одной из сил, борющихся против Сов. власти и социалистич. преобразований. Враждебную позицию по отношению к Окт. революции занимало Д. всех др. вероисповеданий - мусульманского, старообрядческого и т. д. В обстановке упрочения Сов. власти и всенародной поддержки её мероприятий часть Д. осознала опасность оказаться в полной изоляции. В 20-х гг. внутри православной церкви получило большое развитие возникшее ещё до революции обновленческое движение. Обновленцы осудили антисов. деятельность патриарха Тихона и заявили о лояльном отношении к Сов. власти. Они стояли также за нек-рые нововведения в церк. устройстве и в быту Д., не затрагивавшие основ вероучения. Это движение сыграло определ. роль в пересмотре церковью её отношения к Сов. власти. Церковь прекратила открытую борьбу с Сов. властью. Тем не менее и в последующие годы, особенно в период коллективизации, мн. представители Д. продолжали антисов. деятельность. Лишь победа социализма вынудила православное Д., как и Д. других вероисповеданий, встать на путь лояльного отношения к Сов. власти. См. также статьи: Союз Советских Социалистических Республик, раздел Религия и церковь, Армянская апостольская церковь, Баптисты, Грузинская православная церковь, Ислам, Православная церковь, Старообрядчество, Церковь.

Лит.: Гантаев Н. М., Церковь и феодализм на Руси, М., 1960; Грекулов Е. Ф., Православная инквизиция в России, М., 1964; Самсонов А. М., Антифеодальные народные восстания в России и церковь, М., 1955; Скворцов-Степанов И. И., Избранные атеистические произведения, М., 1959; Церковь в истории России (IX в.- 1917 г.), М., 1967; Ярославский Е. М., О религии, М., 1957; Шишкин А. А., Сущность и критическая оценка "обновленческого" раскола русской православной церкви, Казань, 1970.

В. С. Шульгин.

ДУХОВНАЯ МУЗЫКА, см. Церковная музыка.

ДУХОВНИЦКОЕ, посёлок гор. типа, центр Духовницкого р-на Саратовской обл. РСФСР. Пристань на лев. берегу Волги (Саратовское водохранилище), в 74 км к С.-З. от ж.-д. ст. Пугачёвск. Маслозавод, асфальтовый з-д, птицефабрика.

ДУХОВНОЕ ЗАВЕЩАНИЕ, см. в ст. Завещание.

ДУХОВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ, см. в ст. Духовные учебные заведения, Теологическое образование.

ДУХОВНО-ИСТОРИЧЕСКАЯ ШКОЛА (культурно-философская школ а) в литературоведении, возникла в кон. 19 в. в Германии как реакция на позитивистские (в т. ч. культурно-историч. и историко-филологич.) методы и как стремление к синтезу духовно-историч. и психологич. истолкования лит-ры. "Единство времени и нации,- писал её родоначальник В. Дилътей, глава "исторической" ветви философии жизни,- которое мы называем историческим духом, возникает впервые благодаря могуществу и власти гения. В этой точке можно связать историческое с психическим" (цит. по ст. "О принципах методологии литературоведения", см. "Философские науки", 1967, М" 3, с. 109). Слитность "исторического" и "психического"- в "переживании" (единство рассудка, воли, чувства) художника. Переживание, обьекти-вируясь посредством поэтической формы, претворяется в целостную духовную реальность (с органич. взаимообусловленностью содержания, материала, формы и предмета) и вместе с тем - в истину, наглядно открывающуюся впервые не только воспринимающему, но и самому художнику-творцу. Художеств, произведение наиболее адекватно (в сравнении даже с гуманитарными науками -"науками о духе") постигает жизнь: оно включает как общие свойства эпохи, так и прежде всего неповторимую душевно-духовную целостность индивида, как доступный "пониманию" "объективный дух", так и неизъяснимую "последнюю тайну" жизни. Истолкование (по Дильтею "понимание") произведения возможно только через "сопереживание", "вчувст-вование"; но и "понимание", выражаемое посредством описательной психологии или филос. понятий, никогда не исчерпывает всего смысла произведения, таящего в себе также иррациональную стихию. Подобно самоценности духовного мира личности, Д.-и. ш. утверждала самоценность и целостность каждого куль-турно-историч. образования (принцип "равноправия эпох").

Расцвет школы, воспринявшей ряд эстетич. идей романтизма, приходится на 1-ю треть 20 в. (Дильтей, "Переживание и творчество", 1906; Р. Унгер, "Философские проблемы нового литературоведения", 1908; Ф. Гундольф, "Гёте", 1916; труды Э. Шпрангера, Ф. Штриха, Э. Эрмантингера, X. А. Корфа; в Венгрии - Д. Секфю, Т. Тинемана, А. Серба). Унгер прослеживает в лит-ре судьбу филос. идей (свобода и необходимость, дух и природа, любовь и смерть). Гундольф, склоняясь к бергсонианству (см. А. Бергсон), усматривает в поэзии не реакцию на действительность, а высшую форму действительности, развивающуюся по духовно-имманентным законам. "Переживание" и "творчество" поэта не обособлены, как полагал Дильтей, а едины; образ поэта надо воссоздавать на основе лишь его художеств. произведений; но поскольку художеств. мир до конца не постигаем, то итог исследования ("образ поэта") в равной мере можно воспринимать и как объективную истину, и как миф.

Отстаивая первостепенность "переживания" в иск-ве и его связь с мировоззрением эпохи ("объективным духом"), Д.-и. ш. пренебрегала социально-классовыми мотивами "переживания"; развивая принцип "историзма" (в т. ч. применительно к смене художеств. стилей и форм), она избегала выяснять закономерности историч. процесса, склоняясь к иррационализму и скептицизму. "История духа" как школа закончилась в 30-е гг.; но её принципы широко использует совр. зап. литературоведение, в т. ч. экзистенциалистское; её традицию продолжает "Deutsches Vierteljahrschrift fur Literaturwissenschaft und Geistes-geschichte" (Stuttg., с 1923).

Лит.: Жирмунский В. М., Новейшие течения историко-литературной мысли в Германии, в сб.: Поэтика, в. 2, Л., 1927; Хорват Б., О принципах методологии литературоведения в "истории духа", "Философские науки", 1967, № 3.

В. И. Масловский.

ДУХОВНО-РЫЦАРСКИЕ ОРДЕНА, в Зап. Европе военно-монашеские организации рыцарей, создававшиеся в период крестовых походов в 12-13 вв. под руководством католич. церкви гл. обр. с целью защиты, расширения владений крестоносцев на востоке и для терр. захватов в Европе под предлогом борьбы с "неверными" (мусульманами, язычниками). К Д.-р. о. относятся ордена иоаннитов, тамплиеров, Тевтонский орден, Алькантара, Калатрава и др. Как монахи члены Д.-р. о. давали обеты воздержания, послушания, бедности (на практике эти обеты игнорировались); как рыцари-феодалы они носили оружие, участвовали в завоеват. походах. Структура Д.-р. о. была иерархической. Каждый орден возглавлял избираемый пожизненно и утверждаемый папой великий магистр (гроссмейстер). Ему подчинялись начальники "провинций" (местных подразделений ордена) - приоры, а также маршалы (ведавшие финансами Д.-р. о.), командоры (коменданты замков, крепостей) и др. Они составляли периодически созываемый ген. капитул, имевший законодат. власть. Благодаря пожалованиям, захватам, ростовщическим и торг, сделкам Д.-р. о. добились больших богатств, стали крупными зем. собственниками, жестоко эксплуатировавшими зависимое крестьянство, и приобрели значит, экономич. и политич. силу. С укреплением в европ. гос-вах централизованной власти Д.-р. о. постепенно утратили значение, хотя нек-рые из них (напр., Тевтонский) продолжают существовать. Б. Я. Рамм.

ДУХОВНЫЕ СТИХИ, старинные эпические и лирические нар. песни религ. содержания; одна из форм народного творчества рус., укр. и белорус. народов. По материалу (сюжету) Д. с. восходят к книжным (в основном духовным) истокам (Библия, жития святых, церк. гимны, а также легенды и апокрифы) и одновременно они - произведения нар. творчества с присущими ему образами, мотивами, ритмами, речевыми формами. Известны с 15 в. (стих об Адаме). Странствующие нищие-слепцы - калики перехожие - пели Д. с., аккомпанируя себе на к.-л. муз. инструменте. С 17в. Д. с. особенно были распространены среди старообрядцев, а также сектантов. Типичными для 17 в. являются Д. с., восходящие к книжным кантам и псальмам. Наряду с чисто религ. темами и идеями (стихи "О страшном суде", "Плач души грешной") в Д. с. своеобразно преломились историч. события, нар. суждения о добре и справедливости, о происхождении мира и т. д. (в Д. с. о "Голубиной книге", "О Егории Храбром" и др.). У старообрядцев имеется цикл сатирич. Д. с.

Лит.: Безсонов П. А., Калики перехожие. Сб. стихов и исследование, т. 1 -2, М., 1861 - 63; Веселовский А. Н., Разыскания в области русских духовных стихов, в. 1 - 6, СПБ, 1880-91; Федотов Г. П., Стихи духовные..., Париж, 1935; Соколов Ю. М., Русский фольклор, М., 1941.

ДУХОВНЫЕ УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ, готовят служителей религ, .культов и дают теологич. образование. Появились в древних гос-вах с выделением обществ, групп - жречества и духовенства, и усложнением культовых обрядов и ритуалов, знанием к-рых можно было овладеть только годами ученичества.

Первые Д. у. з. возникли при храмах Др. Египта и Др. Вавилонии (2-е тыс. до н. э.) для подготовки жрецов (см. Жреческие школы). В сер. 1-го тыс. до н. э. в Индии и в рабовладельч. гос-вах Центр. и Ср. Азии появились буддийские монастыри, многие из к-рых становились уч.
заведениями. В Индии, помимо монастырских школ буддизма и его разновидности - ламаизма, существовали кастовые школы брахманов, выпускники к-рых нередко становились проф. жрецами. С возникновением христианства (сер. 1 в.) появились Д. у. з. нового типа: в Александрии (Египет) - первая ка-техизич. школа (кон. 2 в.), в Иерусалиме, Риме и др. городах Рим. империи - епископские школы и школы экзегетов (истолкователей Священного писания). Постепенно сложилась система Д. у. з.: архиерейские (епископские), катехизич., монастырские пастор-ско-монашеские школы, школы-общежития при монастырях. В византийский период возникают духовные семинарии армяно-григорианской и груз, церквей. Д. у. з. католицизма мало отличались от духовных школ православия и имели строго выраженную религ. и проф. направленность. С организацией университетов (11-12 вв.) в них стали учреждаться богословские ф-ты. В нач. 15 в. такие ф-ты имелись в 18 из 46 ун-тов Зап. Европы. Католич. церковь создала сеть теологич. ун-тов - в Болонье, Оксфорде, Кёльне, Лувене и др. Высшим богословским центром считался Парижский ун-т (Сорбонна, осн. в 1253). Позднее сложились следующие типы Д. у. з.: богословские университеты и академии, теологические ф-ты при светских ун-тах, семинарии, колледжи, коллегиумы. В католич. Риме были осн. Грегориан-ский (16 в.), Урбанианский (17 в.) и др. ун-ты, папская академия наук (1603), церковная академия (1701). В 16 в. создаются Д. у. з. протестантских церквей -богословские ун-ты, теологич. ф-ты при светских вузах, духовные академии и семинарии, колледжи и пастырские школы. Первые упоминания о Д. у. з. мусульманства-медресе-относятся к 9 в. Система образования в медресе в течение мн. веков включала как теологич., языковые и религиозно-юридич. предметы, так и философию, прикладные науки, но затем она приобрела строго проф. направленность. Исключение составляли отд. мусульм. ун-ты.

В России Д. у. з. ведут начало с 1030, когда по указу Ярослава Мудрого при епископской кафедре в Новгороде было осн. уч-ще православных священников. Однако в последующие столетия Д. у. з. не получили развития. Подготовка клириков православной церкви осуществлялась в немногих братских школах при монастырях, отд. школах при архиерейских домах. Единств. богословской школой была Киевская духовная академия (осн. в 1632). В кон. 17 в. в Москве осн. монастырская школа, а затем на её базе - Славяно-греко-латинская академия. Развитию духовного образования способствовал изданный Петром I "Регламент Духовной коллегии" (1721), к-рый обязал епископов "иметь в своих домах школы для приготовления священников". Эти Д. у. з. получили назв. архиерейских школ. Во 2-й четв. 18 в. архиерейские школы с 8-летней программой обучения стали наз. семинариями (17 в 1740). Одна из первых семинарий осн. Феофаном Прокоповичем в Петербурге (1725), затем семинарии открылись в Москве, Новгороде, Ростове, Чернигове и Тобольске. К нач. 19 в. в России было 37 семинарий и 76 низших архиерейских школ. С кон. 18 в. подготовка служителей культа осуществлялась в Петерб. и Казанской духовных академиях (обе осн. в 1797), в 1809 они получили статут высшего Д. у. з. С 1814 стала действовать Моск. духовная академия, реорганизованная из Славяно-греко-латинской академия. В 1913 функционировало 4 академии (ок. 1 тыс. студентов), 57 духовных семинарий (22 тыс. уч-ся), 186 духовных училищ (24 тыс. уч-ся), а также 85 женских Д. у. з. Кроме того, в России существовали римско-ка-толич. академия, католич. коллегии и семинарии, протестантский богословский ф-т Юрьевского ун-та, мусульм. уч. заведения в Казани, Уфе, Оренбурге, Ташкенте, Бухаре и др. В отличие от др. стран, духовное образование осуществлялось в России только в Д. у. з.; богословских (теологич.) ф-тов в составе рус. ун-тов не было (богословие и церк. история изучались на всех ф-тах ун-тов наряду с др. обязат. уч. дисциплинами).

Современные зарубежные Д. у. з. подразделяют на 4 осн. группы: богословские ун-ты, ин-ты, академии и теологич. ф-ты при светских вузах, дающие высшее образование (часто с присвоением степеней бакалавра, кандидата, магистра, доктора); богословские семинарии, колледжи, медресе, высшие теологич. и коранич. школы - ср. образование; библейские, катехизич., коранич., монастырские и иные школы, готовящие церковнослужителей низшего звена. Наибольшее количество разнообразных Д. у. з. имеют мировые религии - буддизм, ислам, христианство.

Подготовку высших служителей культа и специалистов в области буддийской философии, истории, лит-ры осуществляют буддийские ун-ты и ин-ты: ин-ты в Наланде (Индия), Мандалае (Бирма), Пномпене (Камбоджа) и ун-ты Видьодая и Видьяланкара (Цейлон), Киото (Япония).

Осн. типом мусульм. Д. у. з. являются медресе, к-рые выпускают служителей ислама. В ряде стран имеются исламские ун-ты: Азхар (Египет), Зейтун (Тунис), готовящие кадры духовенства для мн. араб, стран и мусульманской Африки, Алигархский (Индия), Пенджабский (Пакистан), Анкарский (Турция) и др. В ряде нац. ун-тов существуют исламские теологич. ф-ты, спец. ф-ты по изучению исламских догматов, вероучения шариата, философии и религ. мысли.

Самую большую сеть Д. у. з. всех типов имеет католич. церковь: семинарии и лицеи; теологич. ун-ты и ф-ты при гос. ун-тах, дающие высшее богословское образование, не обязательно связанное с принятием сана; понтификальные (папские) академии и спец. высшего типа уч. заведения, готовящие прелатов высшего ранга, церк. дипломатов, руководящие и науч. кадры церкви и др. Крупнейший центр подготовки служителей культа - Рим, где действует 11 богословских папских ун-тов и ин-тов (1970). Наиболее известны понтификальные (папские) ун-ты: Грегорианский, Урба-нианский, Латеранский. В Риме 9 понти-фикальных академий, 29 семинарий и 94 колледжа. Во мн. уч. заведениях ведётся подготовка миссионеров. В Италии (кроме Рима) более 60 Д. у. з. различных монашеских орденов, десятки монастырских школ и региональных семинарий.

Католич. церковь имеет свои Д. у. з. во мн. странах Зап. Европы, Азии, Африки и Австралии. Только одна т. н. Священная конгрегация пропаганды веры при Ватикане финансирует 445 семинарий, в к-рых в 1969 обучалось св. 34 тыс. чел. В разных городах США "Общество Иисуса" (орден иезуитов) имеет 28 ун-тов и колледжей. В ФРГ насчитывается до 30 философско-богословских орденских высших школ. Подготовкой священников в ФРГ занимаются 25 спец. уч. заведений, 8 теологич. ф-тов, 9 философско-теологич. школ и 34 теолого-философ-ских уч. заведения. Папский миссионерский ин-т ФРГ содержит в странах Азии, Африки и Лат. Америки около 70 семинарий. В 1960-е гг. католической церковью была создана широкая сеть Д. у. з. в развивающихся странах Азии. В Африке в 1970 было св. 30 теологич. ин-тов, семинарий и лицеев.

Протестантская церковь имеет Д. у. з. разных типов: в 1970 только в Зап. Европе насчитывалось св. 100 духовных семинарий, теологич. колледжей, богословских уч-щ и школ, до 70 духовных академий, ун-тов и теологич. ф-тов. Американский церковный справочник "1969 yearbook of Americen churches" перечисляет 888 наименований Д. у. з. разных религий, из к-рых более половины готовят протестантских служителей культа. Так, баптистская церковь имеет 35 уч. заведений, лютеранская -17, пресвитерианская -17. В Африке действуют более 100 теологич. семинарий, колледжей, богословских и библейских школ, готовящих служителей культа из местного населения.

В Греции служителей культа готовят в Высшей богословской школе на о. Хал-ки, на богословских ф-тах ун-тов (Афины, Салоники) и в 3 семинариях. В Финляндии действует духовная семинария в Куопио, в' Ливане - Бельментская семинария в Триполи, на Кипре - семинария в Никосии, в США - греч. богословская школа в Бруклине, православный богословский ин-т в Грествуде и семинарии в Джонстауне и Джорданвилле.

В Индии действуют Старая семинария в Коттаяме, всехристианский колледж в Бенгалуру и Серампурский всехристианский ун-т; в Эфиопии - богословский колледж в Аддис-Абебе, дающий высшее образование, и неск. ср. богословских школ. Коптская церковь в Египте готовит кадры на богословском ф-те Александрийского ун-та. В Ливане действует богословская арм. семинария в Бейруте. В США, нек-рых странах Зап. Европы и Бл. Востока существуют иешиботы, готовящие служителей иудейского культа и учёных - талмудистов.

Богословское образование католицизма, протестантизма и др. религий переживает кризис; сокращается количество духовных школ. Это особенно заметно в религиях и церквах, действующих в социалистических странах. Функционируют: в НРБ - духовная академия и семинария; в ВНР-реформатская, лютеранская и католич. академии в Будапеште, реформатская в Дебрецене и семинарии; в ГДР - богословские ф-ты при ряде ун-тов, теологич., катехизич. семинарии, колледжи и духовные школы; в ПНР - христианская и католич. академии в Варшаве, теологич. ф-ты и семинарии; в СРР - богословские ин-ты в Бухаресте и Сибиу, протестантский в Сибиу и семинарии; в ЧССР - богословские ф-ты в Праге, Братиславе, Прешове, богословские школы и уч-ща; в СФРЮ - богословский ф-т в Белграде, православные и протестантские семинарии, монашеская школа- Д. у. з. в религиях СССР. В 1970 подготовку духовенства для рус. православной церкви осуществляли Моск. (в Загорске) и Ленинградская духовные академии и духовные семинарии в Загорске, Ленинграде и Одессе. При Московской академии имеются сектор заочного образования по курсу семинарии и академии и аспирантура. Выпускники академии и приходское духовенство, имеющее высшее богословское образование, после защиты соответствующих диссертаций получают степени магистра и доктора богословия. В составе слушателей Д. у. з. имеются священники из зарубежных стран. Средними Д. у. з. являются пастырско-богословские курсы груз, православной церкви (Мцхета Груз. ССР); протестантские теологич. курсы (Таллин и Рига), готовящие пасторов и проповедников, католич. духовные семинарии и теологич. курсы (Каунас и Рига); библейские курсы евангельских христиан-баптистов (Москва), иешибот-школа по подготовке служителей иудейского культа при Моск. хоральной синагоге. Мусульм. духовенство готовится в Высшей духовной школе (Ташкент) и в медресе Мири-Араб (в Бухаре), имеющем 7-летний срок обучения. Армянская церковь имеет духовную академию (Эчмиадзин, близ Еревана) с 2 отделениями - академическим и семинарским. Эчмиадзин-ская академия готовит кадры и для зарубежных епархий и общин арм. церкви.

В связи с тем, что в СССР церковь отделена от гос-ва и школа от церкви (декрет СНК РСФСР от 21 янв. 1918), Д. у. з. не входят в гос. систему нар. образования и богословские предметы не изучаются во всех типах светской школы. См. также Теологическое образование, Религия, Атеизм.

Лит.: Токарев С. А., Религия в истории народов мира, 2 изд., М., 1965; Ранович А. Б., О раннем христианстве, М., 1959; Соловьев С. М., История России с древнейших времен, кн. 8, М., 1962; Никольский Н. М., История русской церкви, 2 изд., М.- Л., 1931; Ковальский Н. А., Ватикан и мировая политика, М., 1964; Шпажников Г. А., Религия стран Африки, М., 1967.

В. Г. Фуров.

ДУХОВОЕ РУЖЬЁ, древнее оружие для охоты (гл. обр. на птиц), реже - военное оружие. Представляет собой трубку длиной 1,5-3 м, обычно вложенную в другую трубку большего диаметра. Миниатюрные стрелы, отравленные растит. ядом, выбрасываются под давлением воздуха, вдуваемого стрелком в противоположный конец трубки. Стрелы летят на расстояние 30-40 м. Д. р. применяется ещё в глубинных р-нах о-вов Суматра, Калимантан, в тропич. лесах п-ова Малакка (см. Сумпитан) и Юж. Америки (см. Сарбакан). В прошлом Д. р. имело более широкое распространение, было известно, напр., у ряда племён на Ю.-В. Сев. Америки.

ДУХОВОЙ ОРКЕСТР, оркестр, в состав к-рого входят духовые (деревянные и медные или только медные) и ударные муз. инструменты, один из массовых исполнительских коллективов. Как устойчивое исполнит. объединение сформировался в ряде стран Европы в 17 в. В России появился в кон. 17- нач. 18 вв. (воен.-духовые оркестры при полках рус. армии). Инструм. состав Д. о. постепенно совершенствовался. Совр. духовой оркестр имеет 3 осн. разновидности, представляющие собой оркестры смешанного типа: малый (20), средний (30) и большой (42-56 и более исполнителей). В состав большого Д. о. входят: флейты, гобои (включая альтовый), кларнеты (включая малый, альтовый и бас-кларнет), саксофоны (сопрано, альты, теноры, баритоны), фаготы (включая контрафагот), валторны, трубы, тромбоны, корнеты, альты, теноры, баритоны, басы (медные тубы и смычковый контрабас) и ударные инструменты с определ. и без определ. высоты звука. При исполнении концертных произв. в состав Д. о. эпизодически вводятся арфа, челеста, фп. и др. инструменты.

Сов. Д. о. ведут разностороннюю кон-цертно-популяризаторскую деятельность. В их репертуаре почти все выдающиеся произведения отечеств, и мировой муз. классики. Среди сов. дирижёров Д. о.-С. А. Чернецкий, В. М. Блажевич, ф. И. Николаевский, В. И. Агапкин.

Лит.: Губарев И., Духовой оркестр, М., 1963; Матвеев В., Русский военный оркестр, М.- Л., 1965; Зудин Н., Составы военных оркестров и пути их усовершенствования, М., 1965. См. также лит. при ст. Военная музыка. X. М. Хаханян.

ДУХОВЩИНА, город, центр Духовщин-ского р-на Смоленской обл. РСФСР. Расположен в 23 км к С.-З. от ж.-д. ст. Ярцево и в 70 км к С.-В. от Смоленска. Льнообр. и сыродельный з-ды. Осн. в 1777.

ДУХОВЫЕ МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ, семейство муз. инструментов, у к-рых источником звука является столб заключённого в них воздуха; отсюда название (от слова "дух" в значении "воздух"). Звукоизвлечение в Д. м. и. осуществляется вдуванием в инструмент возд. струи; см. Музыкальные инструменты.

ДУХОНИН Николай Николаевич [1(13). 12.1876 - 20.11(3.12).1917, Могилёв], русский воен. деятель, ген.-лейтенант (1917). Из дворян Смоленской губернии. Окончил Александровское воен. уч-ще (1896) и Академию Генштаба (1902). Во время 1-й мировой войны 1914-18 командовал полком, был пом. (с дек. 1915) и ген.-квартирмейстером (с июня 1916) штаба Юго-Зап. фронта. В июне - авг. 1917 нач. штаба Юго-Зап., в авг.- сент. 1917- Зап. фронтов. С 10(23) сент. 1917 нач. штаба при верх, главнокомандующем А. Ф. Керенском. После Окт. революции и бегства Керенского с 3(16) нояб. исполнял обязанности верховного главнокомандующего. Опираясь на контрреволюц. элементы Ставки, содействовал попыткам создания контрреволюц. правительства во главе с эсером В. М. Черновым. В связи с отказом выполнить приказ Совета Нар. Комиссаров от 7(20) нояб. 1917 о немедленном вступлении в мирные переговоры с австро-герм. командованием, 9(22) нояб. смещён с должности, а 20 нояб. (3 дек.) арестован. Убит на вокзале толпой солдат и матросов, возбуждённых известием об освобождении им из тюрьмы в Быхове руководителей корниловщины (ген. Л. Г. Корнилова, А. И. Деникина и др.).

ДУЧЕНТО (итал. ducento - тринадцатый век, букв.- двести), наименование периода в истории итал. культуры, положившего начало иск-ву Проторенессанса. Бурное экономич. развитие в 12-13 вв. итал. городов-коммун создало почву для постепенной ломки ср.-век. мировоззрения. Для иск-ва этого времени характерны возникновение многочисл. местных художеств, школ (флорентийской, пизанской, сиенской и др.), выделение из среды анонимных ср.-век. мастеров творч. индивидуальностей. Наряду с широким распространением т. н. византийской манеры, вызванным притоком греч. мастеров после взятия крестоносцами Константинополя (1204), и с расцветом иконописи иск-ву 13 в. свойственны рост реалистич. тенденций в рамках традиц. визант. и готич. иконографии, пробуждение интереса к реальному миру и наследию античности. Проторенес-сансные черты проявились в 13 в. в разной мере в работах скульпторов Ник-коло Пизано и Арнольфо ди Камбио, живописцев Чимабуэ и Пьетро Каваллини и в особенности в формировавшемся на рубеже 13-14 вв. творчестве поэта Данте и живописца Джотто.

ДУЧИЧ (ДучиЬ) Йован (5.2.1874, Треби-не, Герцеговина,-7.4.1943, Гэри, США), сербский поэт. Представитель символизма. Окончил Педагогич. школу в Сомборе. Для поэзии Д. (сб-ки "Стихи", 1901, 1908, 1911, "Стихотворения в прозе. Голубые легенды", 1908) характерны индивидуалистич. настроения. Лирика Д. отмечена утончённым восприятием природы, изяществом формы, экспрессивностью поэтич. речи. Д.- автор путевых очерков ("Города и химеры", 1930), эссе на филос., моральные, эстетич. темы ("Сокровище царя Радована", 1932) и лит.-критич. статей.

Соч.: Сабрана дjeела, кн. 1-6, Capajeso, 1969; в рус. пер., в кн.: Поэты Югославии XIX-XX вв., М., 1963.

ДУЧКА (в горном деле) (от польск. ducza - ямка), скат, устраиваемый в заложенном горными породами выработанном пространстве при подземной разработке угольных месторождений. Служит для спуска полезного ископаемого из вышележащих горизонтов, транспортировки закладки и крепёжных материалов, а также для сообщения между горизонтами. При разработке рудных месторождений Д. часто наз. короткие подъёмы, пробиваемые из откаточного штрека или орта вверх с целью выпуска руды, отбиваемой в добычи ой камере.

ДУЧЧО ДИ БУОНИНСЕНЬЯ (Duccio di Buoninsegna) (ок. 1255-1319), итальянский живописец. Основоположник сиенской школы живописи 14 в. Стоял в стороне от новаторских исканий мастеров римской и флорентийской школ. Испытал воздействие итало-визант. живописи и франц. готич. миниатюры. Произведениям Д. ди Б. свойственны, однако, отд. черты иск-ва Проторенессанса. Созданные художником алтарные образы с их орнаментальными золотыми фонами, звучной, изысканной цветовой гаммой ("Мадонна со святыми", Нац. пинакотека, Сиена; "Мадонна Ручел-лаи", 1285, Гал. Уффици, Флоренция) отличаются лиризмом, эмоциональной выразительностью утончённого линейного ритма. В гл. произведении - алтарном образе сиенского собора "Маэста" (двусторонний полиптих, 1308-11, осн. часть - ныне в Музее собора, Сиена) с изображением Мадонны в окружении святых и ангелов на лицевой стороне и сцен "страстей" Христа на оборотной стороне - Д. ди Б., не порывая окончательно со ср.-век. канонами, стремится придать большую жизненность и убедительность традиц. композиционным схемам, передать пространство и объём. Существуют разные варианты реконструкции полиптиха.

Дуччо ди Буонпнсенья. "Мадонна Ручеллаи". 1285. Галерея Уффици. Флоренция.

Лит.: Алпатов М. В., Итальянское искусство эпохи Данте и Джотто, М.- Л., 1939, с. 110-117; Лазарев В. Н., Происхождение итальянского Возрождения, т. 2, М., 1959, с. 157 - 165; Brandi С., Duccio, Firenze, 1951; С а г 1 i E., Duccio, Mil., 1962. И.Е.Данилова.

ДУШ (франц.douche, от итал. doccia -водосточная труба), водные процедуры, при к-рых на тело воздействуют водой (или паром) в виде плотной струи или многих дождевых струй. Д. применяют с гигиенич., а также с лечебной и профи-лактич. целями (см. Водолечение). В основе физиологич. действия Д. на организм лежат температурное и механич. раздражения. Различают: Д. с постоянной темп-рой воды - холодные (ниже 20 °С), прохладные (20-33 °С), т. н. индифферентные (34-36 °С), тёплые (37-39 °С), горячие (40 °С и выше); Д. с переменной темп-рой воды; Д. с низким давлением 0,03-0,1 Ми/м2 (0,3-1 кгс/см2), средним 0,15-0,2 Ми/м2 (1,5-2 кгс/см2) и высоким 0,3-0,4 Ми/м2 (3-4 кгс/см2). Различные сочетания величин температурного и механич. раздражителей при проведении Д. делают возможным получать то тонизирующее, то успокаивающее действие. Для гигиенич. Д. используют стационарные и передвижные (в полевых условиях) установки. Для лечебных и профилактич. целей применяют: обычный дождевой Д.; пыльевой - с очень тонкими струйками; игольчатый - с водой, проходящей в дождевой сетке через вертик. трубочки диаметром 0,5-1 мм, циркулярный (рис. 1) - в виде тонких струек воды, направляемых горизонтально на тело человека со всех сторон; восходящий дождевой (промежностный) Д. (рис. 2); душ Шарко (рис. 3) - в виде плотной струи воды под давлением 0,15-0,3 Мм/м2 (1,5-3 кгс/см2); веерный, при к-ром плотная струя воды разбивается наподобие веера; шотландский - в виде двух плотных струй воды контрастных темп-р (25-10 °С и 37-45 °С), попеременно направляемых на пациента (при направлении воды на грудь и область половых органов плотная струя разбивается на веер). Все Д. выполняются с регулированием темп-ры и давления воды в водораспределительной душевой "кафедре". С ле-чебно-профилактич. целями применяют также душ-массаж подводный. Д.- эффективный метод лечения и профилактики функциональных расстройств нервной системы, хронич. атонич. и спастич. запоров, нарушений обмена веществ и др. Д. с постепенно понижаемой темп-рой воды применяют для тренировки и закаливания организма. Противопоказания те же, что и при водолечении вообще. В. Т. Олефиренко.

Рис. 1. Циркулярный душ.


Рис. 2. Восходящий душ.


Рис. 3. Душ Шарко.

ДУША (греч. psyche, лат. anima), понятие, выражавшее исторически изменявшиеся воззрения на внутр. мир человека; в религии и идеалистич. философии и психологии - понятие об особой нематериальной субстанции, независимой от тела. Понятие Д. восходит к анимистич. ^представлениям (см. Анимизм) об особой хиле, обитающей в теле человека и животного (иногда - и растения), покидающей его во время сна или в случае смерти. Это понятие отражает развитие мифологич., религ., филос. и науч. представлений о сущности человека, характеризуя становление предмета психологии, истории философии понятие Д. осмыслялось через противопоставление его понятию тела как вещи (Д. как динамич. сила), органическому телу (Д. как активное жизненное начало), понятию духа (Д. как индивидуальное проявление единой духовной субстанции или как созданное богом неповторимое личностное начало), внеш. социальным формам человеческого поведения (Д. как внутр. мир человека, его самосознание).

Ранняя др.-греч. натурфилософия проникнута представлениями о всеобщей одушевлённости космоса (гилозоизм). По

Демокриту и Эпикуру, Д. телесна и образуется из шаровидных и подвижных атомов. Идея Д. как особой бестелесной и бессмертной сущности высказывается пифагорейцами (видящими в Д. также начало гармонии частей тела) и получает развитие у Платона и в неоплатонизме (Плотин, Прокл). "Мировая душа" мыслится Платоном как один из универсальных принципов бытия, выступая в качестве вечного динамич. начала, начала самодвижения, объединяющего мир неизменных идей и мир изменчивых телесных вещей. Индивидуальная человеческая Д. представляет собой образ и истечение мировой Д.

Аристотель является родоначальником науч. подхода к изучению Д. как формы живого тела (с точки зрения аристотелевского расчленения формы и материи), рассматривая её в контексте учения о целесообразности в развитии органич. природы. Д. понимается Аристотелем как энтелехия (осуществление) тела, его активное целесообразное начало. Аристотель выделяет три вида Д.- питательную (растительную Д.), чувствующую (животную Д.- со способностями чувственного восприятия, желания и движения) и разумную Д. (специфически человеческую). Аристотель наметил проблематику психологии как учения о связи между душевными способностями и органич. процессами. Элементы платоновского и аристотелевского учения о Д. были восприняты схоластикой и переработаны в соответствии с христ. представлениями о бессмертии, индивидуальной неповторимости и личностном характере Д.

В новоевроп. философии термин "Д." в собственном смысле стал употребляться для обозначения внутр. мира человека. Дуалистич. метафизика Р. Декарта разделяет Д. и тело как две самостоят, субстанции: Д. духовна, проявляется в состояниях и актах сознания, тело же материально и протяжённо. Животные рассматриваются Декартом как живые автоматы, лишённые Д. Начиная с Декарта вопрос о взаимодействии Д. и тела обсуждается прежде всего в русле психофизической проблемы (вплоть до нем. психологов Э. Г. Вебера и Г. Фех-нера). Дуалистич. представления Декарта явились источником как эмпирико-сен-суалистич. (Дж. Локк), так и рационали-стич. (Г. Лейбниц) традиций в истолковании Д. Так, Лейбниц рассматривает Д. как замкнутую субстанцию, монаду, обладающую двумя осн. способностями -чувствованиями (ощущениями) и желаниями. Локк, отказываясь от обсуждения природы Д. как метафизического вопроса, призывал ограничиться изучением душевных явлений - ощущений и идей как связи ощущений (положив тем самым начало ассоцианизму в психологии). Д. Юм, описывая человеческое "Я" как простой пучок представлений, подверг тем самым сомнению идею субстанциальности Д., показав невыводимость её из эмпирич. описания душевной жизни. И. Кант, критикуя рационалистич. психологию, выводит понятие Д. за пределы опыта, в область трансцендентальных идей, обусловливающих возможность человеческого познания. Кант перенимает идущее от нем. психолога И. Тетенсаразделение способностей Д. на ум, волю и чувство. Послекантовский нем. классич. идеализм стремится преодолеть декартовскую дихотомию Д. и тела на основе понимания их единого происхождения из духа (Ф. Шеллинг, Г. Гегель).

В экспериментальной психологии, получившей развитие с сер. 19 в., понятие Д. вытесняется в значит, мере понятием психики. Потребность в целостном подходе к человеку и его психич. жизни актуализировала на рубеже 19-20 вв. интерес к проблеме Д. как внутр. жизни человека, придающей активность и целенаправленность его поведению и деятельности. Наряду с направлениями, к-рые при рассмотрении психики выделяют составляющие её элементы (ощущения, чувства, акты, состояния) и стремятся вскрыть механизмы их связи (ассоциация, интуиция, способность, чгеш-тальт" в гешталътпсихологии и др.), возникают течения, к-рые в центр внимания ставят содержание сознания действующего и рефлексирующего "Я" {философия жизни, понимающая психология, феноменология и др.). В этом плане понятие Д. может быть раскрыто через такие характеристики, как: внутреннее (в противоположность внешнему - поведению), целостное (в противоположность отд. элементам - психич. свойствам и функциям), духовное (идеальное предметное содержание в противоположность материальному - физиологич. субстрату), активное (деят. реализация личности в противоположность реактивному приспособлению - адаптации организма).

В сов. психологии термин "Д." иногда употребляется как синоним психики, к-рая рассматривается марксистской философией как субъективный образ объективного мира, являющийся продуктом обществ.-историч. развития (см. ст. Психика).

Лит.: Аристотель, О душе, М., 1937; Владиславлев М. И., Современные направления в науке о душе, СПБ, 1866; Каптерев П. Ф., Из истории души, СПБ, 1890; Ремке И., Душа человека, СПБ, 1906; Болдуин Д ж., Введение в психологию, пер. с англ., 2 изд., М., 1912; Франк С. Л., Душа человека, М.,1917; Ярошевский М. Г., История психологии, М., 1966; Веneke F. Е., Pragmatische Psychologies Bd 1 - 2, В., 1850; Revesz В., Geschichte des Seelcnbegriffes und der Seelenlokalisation, Stuttg., 1917; Juno K. G., Welt der Psyche, Z., 1954; Klages L., Der Geist als Wi-dersacher der Seele, 3 Aufl.,Bd 1 - 2, Munch.-Bonn, 1954. И. Н. Семёнов.

ДУШАК, посёлок гор. типа в Каахкинском р-не Марыйской обл. Туркм. ССР. Ж.-д. станция на линии Ашхабад -Теджен. Предприятия ж.-д. транспорта, гравийно-сортировочный з-д.

ДУШАНБЕ (до 1929- Д юш а м б е, с 1929 до 1961 - Сталинабад), город, столица Тадж. ССР. Расположен в Гиссарской долине, на вые-. 750-930 м, по обе стороны р. Душанбинка (в верх, течении - р. Варзоб). Ср. темп-pa января 1 °С, июля 28 °С. В 1971 в Д. было 388 тыс. жит. (6 тыс. в 1926, 83 тыс. в 1939, 227 тыс. в 1959). В Д. 3 городских р-на. Узел жел. и шосс. дорог. Аэропорт.

Построен за годы Сов. власти на месте кишлака Дюшамбе, в к-ром до Окт. революции было несколько сот жителей. В 1922 кишлак был разрушен басмачами. В 1923 в кишлаке утвердилась Сов. власть. С 1924- столица Тадж. АССР (с 1925- город), с 1929- столица Тадж. ССР. За годы социалистич. строительства Д. превратился в крупный пром. и культурный центр республики.

Экономика. За годы Сов. власти построены предприятия электроэнергетич.,стройматериалов, маш.-строит. и металлообр., лёгкой, пищевой пром-сти. В 1970 имелось 90 предприятий. Важнейшие из них: текст., шёлковый, мясоконсервный, цементный комбинаты, заводы "Ду-шанбесельмаш", "Таджиктекстильмаш", кабельный, бытовых холодильников, авторемонтный, торг. машиностроения. Мн. предп