загляните на купон-скидку или справочники: окна kbe, окна veka, окна rehau, остекление балкона, остекление лоджии, изготовление окон, монтаж окон, остекление, производство окон, металлопластиковые окна, окна пвх, пластиковые окна, установка окон, стеклопакеты и евроокна.



ВСЁ О СТРОИТЕЛЬСТВЕ, ЖЕЛЕЗОБЕТОНЕ, БЕТОНЕ, АРХИТЕКТУРЕ И НЕ ТОЛЬКО...:
ОПРЕДЕЛЕНИЯ:

АСФАЛЬТИРОВАНИЕ, устройство асфальтобетонных покрытий на автомобильных дорогах, улицах, аэродромах и т. п. путём укладки и уплотнения асфальтобетонной смеси по предварительно подготовленному основанию. В зависимости от назначения покрытия асфальтобетонную смесь (асфальтобетон) укладывают в один или два слоя на основание из щебня, гравия (нежёсткое основание) или бетона (жёсткое основание). Нижний слой толщиной 4-5 см устраивают из крупно- или среднезерни-стой смеси с остаточной пористостью 5-10% ; верхний слой толщиной 3-4 см-из средне- или мелкозернистой смеси (остаточная пористость 3-5%). При тяжёлых нагрузках и интенсивном движении транспорта покрытия устраивают 3-4-слойными общей толщиной 12-15 см. АСФАЛЬТИРОВАНИЕ начинается с очистки основания от пыли и грязи механич. дорожными щётками и поливомоечными машинами, исправления неровностей основания, обработки его поверхности жидким битумом или битумной эмульсией. Асфальтобетонная смесь приготовляется в асфальтобетоно-смесителях на стационарных или полустационарных заводах (установках), доставляется на место автомобилями-самосвалами и загружается в приёмный бункер асфалътобетоноукладчика, к-рый укладывает, разравнивает и предварительно уплотняет смесь. Окончат. уплотнение осуществляется катками дорожными. .


КОММУНАЛЬНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО, отрасль строительства, занятая сооружением объектов, связанных с обслуживанием жителей городов, посёлков городского типа, районных сельских центров и населённых пунктов сельской местности. В числе этих объектов: системы водоснабжения и канализации с очистными сооружениями и сетями; сооружения городского электрического транспорта с путевым, энергетическим хозяйством, депо и ремонтными предприятиями; сети газоснабжения и теплоснабжения с распределительными пунктами, районными и квартальными котельными; электрические сети и устройства напряжением ниже 35 кв; гостиницы; городские гидротехнические сооружения; объекты внешнего благоустройства населённых мест, озеленения, дороги, мосты, путепроводы, ливнестоки; предприятия санитарной очистки, мусороперерабатывающие и др. Планомерное развитие КОММУНАЛЬНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА в СССР началось ещё в 1-й пятилетке и осуществлялось нарастающими темпами до начала Великой Отечеств, войны 1941-45. В годы 4-й пятилетки (1946-50) проводились работы по восстановлению объектов коммунального назначения, разрушенных во время нем.-фаш. оккупации. В последующие годы КОММУНАЛЬНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО велось высокими темпами в связи с бурным развитием промышленности, культуры, увеличением численности городов и посёлков городского типа .
ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО, теория и практика планировки и застройки городов (см. Город). ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО определяют социальный строй, уровень развития производственных сил, науки и культуры, природно-климатичие условия и национальные особенности страны. ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО охватывает сложный комплекс социально-экономических, строительно-технических, архитектурно-художественных, а также санитарно-гигиенических проблем. Общим для ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО досоциалистических формаций является большее или меньшее влияние на него частной собственности на землю и недвижимое имущество..
ЗЕЛЁНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО, составная часть современного градостроительства. Городские парки, сады, скверы, бульвары, загородные парки (лесопарки, лугопарки, гидропарки, исторические, этнографические, мемориальные), национальные парки, народные парки, тесно связанные с планировочной структурой города, являются необходимым элементом общегородского ландшафта. Они способствуют образованию благоприятной в санитарно-гигиеническом отношении среды, частично определяют функциональную организацию городских территорий, служат местами массового отдыха трудящихся и содействуют художественной выразительности архитектурых ансамблей. При разработке проектов садов и парков учитывают динамику роста деревьев, состояние и расцветку их крон в зависимости от времени года.

Главная страница
Поиск по сайту
Оглавление страниц

Объяснение слов: словарь, справочник, информация. Строительство, экономика, промышленность - все сферы жизни: от А до Г, от Г до П и от П до Я

к внезапным решениям, к острым интеллектуальным реакциям и яркому лапидарному выражению мыслей и чувств присущи героям Д. в большей степени, чем людям в реальной жизни и персонажам повествоват. произведений. По мысли франц. актёра Тальма, драматург и актёры соединяют "...в тесном пространстве, в промежутке каких-нибудь двух часов все движения, все волнения, которые даже и страстное существо может часто только пережить в долгий период жизни" ("Тальма о сценическом искусстве", М., 1888, с. 33).

Осн. предмет поисков драматурга -значительные и яркие, целиком заполняющие сознание душевные движения, к-рые являются преим. реакциями персонажей на ситуацию данного момента: на сказанные слова, на чьё-то движение и т. п. Мысли же, чувства и намерения, неопределённые и смутные, не связанные с ситуацией данного момента, воспроизводятся в Д. с меньшей конкретностью и полнотой, чем повествовательной формой.

В прежние эпохи - от античности и вплоть до 19 в.- названные свойства Д. вполне отвечали тенденциям общелитературным и общехудожественным. Преображающее, идеализирующее или гротескное начало в иск-ве доминировало над воспроизводящим, и формы изображённого отклонялись от форм реальной жизни. В связи с этим Д. не только успешно соперничала с эпич. родом, но и воспринималась в качестве "венца поэзии" (Белинский). В 19-20 вв. Д. уступила первенство др. художеств, формам и прежде всего роману, где противостояние человека миру и его психология воспроизводятся тоньше, шире и свободнее. Стремление иск-ва к жизнеподобию и натуральности, отозвавшись "снижением" Д. (особенно на Западе в 1-ю пол. 19 в.), вместе с тем радикально видоизменило её структуру: под воздействием опыта романистов традиц. условность и гиперболизм драматич. изображения стали сводиться к минимуму (Островский, Чехов, Горький с их стремлением к полной бытовой и психологич. достоверности образов). Однако и новая Д. сохраняет элементы "неправдоподобия": расхождение между формами реального и драматически претворённого бытия неизбежно. Даже в предельно, казалось бы, житейски достоверных пьесах Чехова многие высказывания персонажей условно поэтичны и декламационны: В. Немирович-Данченко назвал их "стихотворениями в прозе".

Использование драматургами 20 в. повествоват. фрагментов и активного монтажа сценич. эпизодов нередко придаёт их творчеству колорит документальности. И вместе с тем именно в этих Д. откровенно разрушается иллюзия достоверности изображаемого и отдаётся дань прямому демонстрированию условности (непосредств. обращения персонажей к публике; воспроизведение на сцене того, о чём вспоминают или мечтают герои; вторгающиеся в действие песенно-лирич. фрагменты).

В образной системе Д. неизменно доминирует речевая характеристика. Однако текст Д. должен быть ориентирован и на зрелищную выразительность (мимика, жест, движение), и на произнесение монологов и диалогов, а также соответствовать возможностям сценич. времени, пространства и театр, техники (построению мизансцен). Отсюда непременное достоинство Д., обращённой к актёру и режиссёру, - её сценичность, обусловливаемая в конечном счёте конфликт-ностью, или драматизмом действия (см. Конфликт художественный).

Д. как род лит-ры включает в себя множество жанров. На протяжении всей истории Д. существуют трагедия и комедия; для средневековья характерны мистерия, миракль, моралите, школьная Д. В 18 в. сформировался жанр драмы (см. ниже), в дальнейшем ставший доминирующим. Распространены также мелодрамы, фарсы, водевили. В совр. зарубежной Д. обрели важную роль трагикомедии.

Д. 19-20 вв. порой включает в себя лирич. начало (т. н. лирич. драмы Дж. Байрона, Метерлинка, А. Блока) или повествовательное (Брехт наз. свои Д. эпическими); в сер. 20 в. распространяется "документальная" Д., обстоятельно и точно воспроизводящая реальные события, историч. документы, мемуарную лит-ру ("Милый лжец" Дж. Килти, "Шестое июля" М. Шатрова, пьесы-инсценировки по "Дневнику Анны Франк"). Но как ни разнообразны формы Д., она сохраняет свою родовую специфику.

История Д. У истоков европ. Д.-творчество др.-греч. трагиков Эсхила, Софокла, Еврипида и комедиографа Аристофана. Др.-римская Д. представлена Плавтом, Теренцием. Античной Д. поручалась роль обществ, воспитателя; она обладала высотой филос. потенциала, пластич. величием трагедийных образов, яркостью карнавально-сатирич. игры в комедии. Расцвет Д. на Востоке относится к более позднему времени. В Индии расцвет и доминирование драматич. жанров падает на сер. 1-го тысячелетия н. э.: творчество всемирно известного Калидасы (4-5 вв.), Шудраки (5 в.). Крупнейшие драматурги Японии - Дзэами Мото-киё (нач. 15 в.), в творчестве к-рого Д. впервые получила законченную лит. форму (жанр ёкёку), и Тикамацу Мондзаэ-мон (кон. 17 - нач. 18 вв.). В 13-14 вв. сформировалась как лит. жанр светская Д. в Китае. "Золотой век" европ. Д. -англ, и исп. ренессансная и барочная Д. (см. Возрождение и Барокко). Высота и трагедийность ренессансной личности, её титанизм и двойственность, её свобода от богов и зависимость от страстей и власти денег, целостность и противоречивость историч. потока воплотились у Шекспира в истинно народной драматич. форме, синтезирующей трагич. и комическое, реальное и фантастическое, обладающей композиционной свободой, сюжетной многоплановостью, сочетающей тончайший интеллект и поэтичность с грубейшим фарсом. Трагедийные пьесы Кальдерона де ла Барка воплотили идеи барокко -дуалистичность мира (антиномия земного и духовного), неизбывность страданий на земле и стоическое самоосвобождение человека посредством духовного преодоления нужды, принуждения и личных страстей. Классикой стала также Д. франц. классицизма, трагедии П. Кор-неля и Ж. Расина психологически глубоко развернули конфликт личного чувства и долга перед нацией и гос-вом. "Высокая комедия" Мольера, смыкавшаяся с трагедией по накалу страсти, сочетала традиции нар. зрелища с принципом классицистской типизации, а сатиру на обществ. пороки - с нар. жизнерадостностью.

Идеи и конфликты эпохи Просвещения отразились в драматургии Г. Э. Лессинга, Д. Дидро, П. Бомарше, К. Гольдони; тогда же сформировался жанр "мещанской Д." (средний между трагедией и комедией); была подвергнута сомнению универсальность норм классицизма, произошла демократизация Д. и её языка. Предвестницы романтич. Д.- ранние пьесы ф. Шиллера и И. В. Гёте; их поздняя драматургия периода "веймарского классицизма" явила образцы Д. масштабных идей и осознанного историч. смысла. В 1-й пол. 19 в. наиболее содержат, драматургию создавали романтики (Г. Клейст, Байрон, П. Шелли, В. Гюго; см. Романтизм). Пафос свободы личности и протест против "буржуазности" облекались в яркие и динамичные события, обычно легендарные или исторические, во вдохновенный лиризм монологов и диалогов.

Реалистич. Д. (см. Реализм) возобладала в рус. лит-ре начиная с 20-30-х гг. (Грибоедов, Пушкин, Н. В. Гоголь). Многожанровая драматургия А. Островского с её сквозным конфликтом духовного достоинства и власти денег, с выдвижением на первый план гнетущей силы социальной "обстановки жизни" и бытового деспотизма, с её пристрастием к светлому образу "маленького человека" и преобладанием "жизнеподобных" форм стала решающей в формировании нац. репертуара 19 в. "Жизнеподобные", более или менее свободные от условности Д., исполненные трезвого реализма и психологизма, "сопряжённого" с эпичностью, создал Л. Толстой. На рубеже 19-20 вв. Д. претерпела радикальный сдвиг в творчестве Чехова: стали необязательными единство внешнего конфликта, волевая активность героев, перипетии действия. Чехов воссоздал душевную драму творческой и честной, мучительно ищущей, но не обретающей "сверхличную", "общую" идею интеллигенции, исполненной и возвышенно-романтич. устремлений и бессилия, порой отчаяния перед гнетущей прозой повседневности. Глубокий драматизм он облёк в форму скорбно-иронич. лиризма. Динамика его пьес не в событийности и диалогах-схватках, а в диалогах-беседах и текучести, "импрессио-нистичности" душевных состояний; реплики и эпизоды связаны ассоциативно, по принципу "контрапункта"; раскрытие эмоциональной сложности при обыденном течении событий достигалось подтекстом (разработанным Чеховым одновременно с Метерлинком).

Подъём зап.-европ. Д. относится к рубежу 19-20 вв.: Ибсен, Шоу сосредоточивают внимание на острых социально-философских и нравственных конфликтах. Символистская драматургия Метерлинка периода 1896-1918, сохраняя "трагизм повседневной жизни", "тайны духа" и принцип подтекста ("второго диалога"), насыщается реалистич. красками и оптимистич. социальными идеями. В 20 в. традиции реалистич. Д. унаследовали Р. Роллан, Дж. Б.Пристли, Ш.О'Кейси, Ю.О'Нил, К. Чапек, А. Миллер. Э. Де Филиппе, ф. Дюрренматт, Э. ф. Олби, Т. Уильяме. Видное место в зарубежном иск-ве занимает т. н. интеллектуальная Д., связанная с экзистенциализмом (Ж. П. Сартр, Ж. Ануй). Острые социально-политич. коллизии 20-40-х гг. отразились в творчестве одного из крупнейших социалистич. реалистов Запада Брехта. Театр Брехта -подчёркнуто рационалистический, интеллектуально напряжённый, откровенно условный, ораторский и митинговый.

У истоков сов. Д.- творчество М. Горького, пьеса к-рого "Враги" начинает историю драматургии социалистического реализма. Героика революц. борьбы передана в пьесах Вс. Вишневского ("Оптимистическая трагедия"), Н. Погодина (трилогия, посвящённая В. И. Ленину), К. Тренёва ("Любовь Яровая"), Б. Лавренёва. Яркие образцы сатирич. Д. создал Маяковский ("Клоп", "Баня"), а также М. Булгаков ("Багровый остров"), Ю. Смуул ("Вдова полковника") и др. Жанр пьесы-сказки, сочетающей светлый лиризм, героику и сатиру, разработан Е. Шварцем. Социально-психологич. Д. представлена творчеством А. Афиногенова, Л. Леонова, А. Корнейчука, И. Мики-тенко, А. Арбузова, В. Розова, А. Володина, И. Друцэ, Э. Раннета. Единая в своей социальной тенденции сов. Д. разнообразна по эстетич. и этич. идеалам, по жанровым и стилевым формам. См. также раздел Литература в ст. Союз Советских Социалистических Республик.

Лит.: Аристотель, Об искусстве поэзии, М., 1957; Гегель Г. В. Ф., Драматическая поэзия, Соч., т. 14, М., 1958; Белинский В. Г., О драме и театре, М.-Л., 1948; Брехт Б., О театре, пер. с нем., М., 1960; Волькенштейн В., Драматургия,М., 1969; Аникст А., Теория драмы от Аристотеля до Лессинга, М., 1967; Сахновский-Панаев В. А., Драма, Л., 1969; К арягин А. А., Драма как эстетическая проблема, М., 1971; Thompson A. R., The anatomy of drama, 2ed., Los Ang., 1946; Diirrenmatt F., Theaterprobleme, 3 Aufl.,Z., 1955; StyanJ. L., The elements of drama, Camb., 1963; С1ark В. Н., European theories of the drama, rev. by H. P9pkin, N. Y., 1965; Bentley E., The life of drama, L., 1966; Episches Theater, Koln - В., 1966; Кегг W., Tragedy and comedy, N. Y., 1967; Perspectives on drama, edited by J. L. Calderwood and H. E. Toliver, N. Y., 1968. В. Е. Хализев.

2) Один из осн. жанров (видов) драматургии наряду с трагедией и комедией. Подобно комедии, Д. воспроизводит прежде всего частную жизнь людей, но её гл. цель - не осмеяние человеч. характеров и нравов, а изображение личности в её драматич. отношениях с обществом. Подобно трагедии, она изображает героев в процессе их духовного становления или нравств. изменения, однако её характеры лишены исключительности, свойственной трагич. героям. Д. тяготеет к воссозданию острых противоречий и коллизий. Вместе с тем её конфликты не столь напряжённы и неизбывны и в принципе не исключают разрешения.

Предвестия Д. обнаруживаются уже в античной (напр., у Еврипида) и особенно ренессансной драматургии; однако как самостоят. жанр Д. сложилась и получила теоретич. обоснование только во 2-й пол. 18 в. у просветителей (мещанская драма Д. Дидро, Л. С. Мерсье во Франции, Г. Э. Лессинга в Германии); её интерес к социальной практике, быту, нравств. идеалам демократич. среды, к психологии простого, "среднего" человека способствовал развитию реалистич. начал в европ. иск-ве (см. Реализм).

Для начальных этапов развития Д. характерно благополучное разрешение изображаемых конфликтов. В дальнейшем внутр. драматизм сгущается, благополучная развязка встречается всё реже, а герой остаётся обычно в разладе с обществом, с самим собой; его участью всё чаще становится душевное страдание или одиночество ("Гроза" и "Бесприданница" А. Н. Островского, "Строитель Сольнес" и "Гедда Габлер" Г. Ибсена, пьесы А. П. Чехова, Б. Шоу). Напряжённое идейное противоборство героя и среды (общих условий жизни) отличает драмы М. Горького. В сер. 20 в. ведущей остаётся психологич. Д. Отд. разновидности Д. смыкаются с иными жанрами, активно используя их средства выразительности (напр., приёмы трагикомедии, театра масок и др.). Реалистич. психологич. Д.- распространённая форма совр. сов. драматургии. Т. М. Родина.

ДРАМА (Drama), город на С.-В. Греции, в Македонии. Адм. ц. нома Драма. 32,2 тыс. жит. (1961). Торг, центр с.-х. р-на плодородной межгорной долины (табак и рис). Текст., таб., пищ. предприятия.

ДРАМАТУРГИЯ (греч. dramaturgia), 1) совокупность драматич. произведений к.-л. писателя, народа, эпохи. 2) Сюжет-но-образная концепция спектакля или фильма. Основу театр. Д. составляет лит. драма, к-рая, однако, в совр. театре претворена в режиссёрский сценарий. Для киноискусства характерна Д. в форме сценария.

ДРАММЕН (Drammen), город и порт на Ю.-В. Норвегии, на берегу Драмсфьорда, при впадении в него р. Драмс-Эльв. Адм. центр фюльке Бускеруд. 49,3 тыс. жит. (1969). Крупный центр целлюлозно-бум. пром-сти. Маш.-строит. з-д, судоверфь. Близ Д.- гранитные карьеры. Вывоз целлюлозы и бумаги.

"ДРАНГ НАХ ОСТЕН" (нем. Drang nach Osten - натиск на восток), выражение, характеризующее захватническую политику герм, феодалов, а затем бурж.-помещичьей и империалистич. Германии в отношении стран Центр., Вост. и Юго-Вост. Европы. Развивавшаяся с 9 по 20 вв., она имела периоды резкого усиления и временного спада, принимала разные формы (прямые колониальные захваты и насильств. колонизация и германизация, экономич. экспансия, преследование нац. культуры, пропаганда идей о культурном и расовом превосходстве немцев над др. народами и др.).

В период феодализма можно выделить 4 осн. волны герм. вост. экспансии: 9 в.- борьба восточнофранкских феодалов с Великоморавской державой, их наступление на Посавскую и Далматинскую Хорватию; 10 - нач. 11 вв.- натиск "Священной Рим. империи" на полабо-прибалтийских славян, Чехию и Польшу; 2-я пол. 12 - нач. 15 вв.- покорение бранденбургскими и саксонскими князьями полабо-прибалтийских славян, а Тевтонским орденом - пруссов, экспансия нем. феодалов и купцов, католич. церкви, а также Ордена меченосцев и Ливонского ордена в Вост. Прибалтику, захват Габсбургами словенских земель; 16-18 вв.-образование многонациональной монархии Габсбургов, подчинивших Чехию, Словакию, Венгрию и Хорватию, экспансия на В. всё более усиливавшегося с сер. 17 в. Бранденбургско-прусского гос-ва, захватившего в результате разделов Речи Посполитой (1772, 1793, 1795) львиную долю польских земель. В промежутках между этими осн. волнами вост. экспансии герм. феодалов наблюдались периоды их временного отступления, связанного с героич. сопротивлением полабо-прибалтийских славян и польско-нем. войнами нач. 11 в., Ледовым побоищем 1242, битвами при Сауле 1236 и Дурбе 1260, Грюнвальдской битвой 1410 и гуситским революционным движением нач. 15 в., Тринадцатилетней войной Польши с Тевтонским орденом 1454-66 и разгромом Ливонского ордена Россией в ходе Ливонской войны 1558-83. В кон. 18 -нач. 19 вв. герм, экспансия на В. была временно прервана событиями Вел. франц. революции и войнами революционной, а затем наполеоновской Франции.

Традиции феод. политики "Д. н. О." были возрождены и использованы прусской буржуазией и юнкерством в условиях формирования бурж.-национали-стич. концепций в ходе борьбы за объединение Германии "сверху", под главенством Пруссии. С 50-х гг. 19 в. вошёл в политич. и науч. оборот и термин

"Д. н. О.", что было связано с оформлением этих концепций и общественно-политич. борьбой против них в слав, странах. "Д. н. О." стал во 2-й пол. 19-20 вв. политической, а также историко-юридич. концепцией, оправдывавшей агрессивные устремления герм. бурж.-юнкерского, а затем империалистич. гос-ва. В образовавшейся Герм. империи (1871) политика "Д. н. О." первоначально приняла форму экономич. экспансии в страны Вост. и Юго-Вост. Европы, выражалась в усилении германизаторской политики в польских землях Пруссии. С ожесточённой борьбой в Австро-Венгрии против освободит. движения слав, народов связано зарождение в Австрии пангерманизма (Г.Шёнерер) с его крайней антиславянской направленностью. В кон. 19 - нач. 20 вв. наиболее ярко концепция "Д. н. О." как важной составной части внешнеполитич. доктрин герм. империализма проявилась в программных установках и политич. деятельности Пангерманского союза, а также ген. штаба и мин-ва иностр. дел кайзеровской Германии в годы 1-й мировой войны 1914-18.

Концепция "Д. н. О.", дополненная самыми крайними формами шовинизма и расизма, геополитич. идеями о необходимости завоевания для немцев -"жизненного пространства" и т. д., стала одной из важнейших составных частей идеологии и политики герм, фашизма и его захватнической политики накануне и в период 2-й мировой войны 1939-45. Разгром фаш. Германии во 2-й мировой войне нанёс удар по политике и концепции "Д. н.О.". Однако старый лозунг " Д. н. О." (хотя и в завуалированной форме) был возрождён некоторыми реваншистскими и милитаристскими кругами ФРГ; его пропаганда и историческое "обоснование" заняли видное место в "Остфор-шунге" (-"изучении Востока") в ФРГ. Реакц концепция "Д. н. О." в течение многих столетий отравляла сознание герм, народа, воспитывая в нём ложные традиции презрения к др. народам, веры в мнимое превосходство "герм. расы".

Лит.: Грацианский Н. П., Немецкий Drang nach Osten в фашистской историографии, в кн.: Против фашистской фальсификации истории. Сб. ст., М.- Л., 1939; Германская экспансия в Центральной и Восточной Европе. Сб. ст. по истории так называемого "Дранга нах Остен", пер. с польск., М., 1965; Королюк В. Д., "Дранг нах Остен" и историческое развитие народов Центральной, Восточной и Юго-Восточной Европы в период феодализма, "Советское славяноведение", 1966, № 4; "Дранг нах Остен" и историческое развитие стран Центральной, Восточной и Юго-Восточной Европы. Сб. ст., М., 1967; Исследование по славяно-германским отношениям. Сб. ст., М., 1971. В. Д. Королюк, В.К.Волков.

ДРАНГИAHA (в античных и иран. источниках также Зарангиана, Зранка, Заранг и др.), древнеиран. область в басс, оз. Хамун (Зарех) и низовьях Гильменда (в соседних р-нах совр. Ирана и Афганистана). Во времена Ахеменидов (впервые Д. упоминается в Бехистунской надписи) и в эллинистич. период - одна из основных вост.-иран. областей. С приходом саков в кон. 2 в. до н. э. на Д. постепенно распространяется назв. Сака-стан (Систан). В 1 в. до н. э. Д. наз. также отд. провинция рядом с Сакастаном, при Сасанидах - область в Сакастане.

ДРАНИШНИКОВ Владимир Александрович [29.5(10.6). 1893, Петербург, - 6.2. 1939, Киев], советский дирижёр, засл. арт. РСФСР (1933). Окончил в 1916 Петрогр. консерваторию у А. Н. Еси-повой (фп.) и Н. Н. Черепнина (композиция и дирижирование). С 1914 концертмейстер, с 1918 дирижёр, в 1925-36 гл. дирижёр Мариинского театра (ныне Ле-нингр. театр оперы и балета им. С.М.Кирова). С 1936 гл. дирижёр и художеств, руководитель Укр. театра оперы и балета им. Т. Г. Шевченко в Киеве. Исполнительское иск-во Д. отличалось высокой культурой, темпераментом, он достигал особой красочности оркестра. Впервые в Сов. Союзе дирижировал операми: "Саломея" Р. Штрауса (1924), "Любовь к трём апельсинам" Прокофьева (1926), "Воццек" Берга (1927), "Борис Годунов" Мусоргского (в первонач. авторской ред., 1928), балетом "Пламя Парижа" Асафьева (1932) - все на сцене Ленингр. театра оперы и балета им. С. М. Кирова. В Киеве руководил пост. опер "Тихий Дон" (1936) и "Поднятая целина" (1937) Дзержинского, "Тарас Бульба" Лысенко (1937), "Щорс" Лятошинского (1938) и др. Д.- автор ряда муз. соч. и статей по вопросам муз. иск-ва.

ДРАНМОР (Dranmor) Фердинанд (псевд.; наст, имя и фам. Людвиг Фердинанд Шмид; Schmid) (22.7.1823, Берн,- 17.3.1888, Берн), швейцарский поэт. Писал на нем. яз. Жил в Бразилии. Предшественник неоромантизма в швейцарской литературе, Д. выступил со сб-ками "Книга странствий" (1860) и "Поэтические фрагменты" (I860), где собраны лирич. стихи, переводы и поэмы. В эпич. произв. "Император Максимилиан" (1868) Д. поэтизирует ср.-век. нем. императора; в соч. "Вальс демонов" (1868) - аскетизм; в книгах "Реквием" (1869) и "Осенние листья" (1879) прославляет смерть.

Соч.: Gesammelte Dichtungen, 4 Aufl., Frauenfeld, 1900.

Лит.: Jасоbу D., F. Schmid (Dranmor), в кн.: Allgemeine Deutsche Biographie, Bd 54, В., 1908; F. Dranmor, в кн.: Gu11th e r W-, Dichter der neueren Schweiz, Bd 1, Bern - Munch., 1963.

ДРАНСИ (Drancy), город во Франции, в деп. Сен-Сен-Дени. Сев.-вост. пригород Парижа. 69,5 тыс. жит. (1968). Маш.-строит., металлообр., хим., пищ., деревообр. пром-сть. В 1941-44, во время 2-й мировой войны, здесь находился фаш. концентрационный лагерь.

ДРАНЫЙ Семён Алексеевич (1667-1708), один из предводителей Булавинского восстания 1707-09. В 1707 возглавлял борьбу казаков Северского Донца против карат, отряда Ю. В. Долгорукого. 8 июня 1708 Д. вместе с Н. Голым и С. Беспалым на р. У разовой разгромили Сумской полк, но 30 июня и 2 июля отряды Д. и Беспалого потерпели поражение под местечком Тор и в урочище Кривая Лука на Северском Донце. Д. погиб в бою.

ДРАНЬ, дранка, драница, колотые (щипаные) тонкие (3-5 мм) деревянные планки (дощечки) для обивки стен и потолков под штукатурку (штукатурная Д. дл. 1-2,5 м, шир. 12-30 мм) и для покрытия крыш (кровельная Д. дл. 0,4-1 м, шир. 90-130 мм). Д. наз. также пилёные планки из шпона, применяемые под штукатурку.

ДРАП (франц. drap - сукно), тяжёлая, плотная шерстяная ткань сложного переплетения из пряжи аппаратного (суконного) прядения. Д. состоит обычно из 2 слоев, благодаря чему обладает высокими теплоизолирующими свойствами. Лицевая сторона ткани часто вырабатывается из более высококачеств. шерсти, чем изнанка. В зависимости от структуры и рисунка переплетения Д. может быть ворсованным и неворсованным, одно-и многоцветным, с гладким лицом и рисунчатой подкладкой. Из Д. шьют зимние и демисезонные пальто.

"ДРАПО РУЖ" ("Le Drapeau Rouge" -"Красное знамя"), бельгийская еженедельная газ., ЦО ЦК Коммунистич. партии Бельгии. Осн. в 1921 в Брюсселе Ж. Жакмоттом.

ДРАТВА, дратвенная нитка (польск. dratwa, от нем. Draht - проволока), прочная кручёная льняная нитка, служащая при ремонте обуви для крепления подошвы к заготовке. Для предохранения от действия влаги Д. пропитывают варом.

ДРАХЕНЛОХ (Drachenloch), пещера в вост. части Швейц. Альп, к Ю. от Боденского оз. (Швейцария). Расположена на вые. 2445 м. В мустьерскую эпоху была местом обитания охотников-неандертальцев (древность, по данным радиоуглеродного анализа, св. 50 тыс. лет). Раскопками Э. Бехлера в Д. обнаружены остатки очага, кам. и костяные орудия, множество костей пещерного медведя и сложенные из известняковых плит "ящики", в к-рых, видимо, хранили наиболее ценные части медвежьих туш. Группы медвежьих черепов, уложенные вместе с костями конечностей в "ящики", по мнению нек-рых исследователей, говорят о зарождении в эту эпоху примитивных религ. верований.

Лит.: Ефименко П. П., Первобытное общество, 3 изд.. К.. 1953; Bitchier E., Das alpine Palaolithikum der Schweiz, Basel, 1940; Muller-Karpe H., Handbuch der Vorgeschichte, Bd 1, Altsteinzeit, Munch., 1966.

ДРАХМА (греч. drachme), 1) древнегреч. весовая и ден. единица; как серебряная монета начала чеканиться с 6 в. до н. э.; масса Д. первоначально составляла 4,25 г серебра, в дальнейшем 4,32 г. 2) Совр. ден. единица Греции = 100 лептам. По курсу Госбанка СССР на 1 янв. 1972 100 Д.= = 3 руб. 01 коп. 3) Единица вышедшего из употребления аптекарского веса, аптекарская Д. составляла 1/8 унции и содержала 3 скрупула; рус. аптекарская Д. равнялась 3,732 г; в системе английских мер аптекарская Д. = 3,888 г. 4) Жидкая Д., мера вместимости, применявшаяся в США, равна 3,6966 мл. 5) Торговая Д., мера массы в системе англ, мер, составляет 1/16 торг, унции, равна 1,772 г.

ДРАХМАН, Дракман (Drachmann) Хольгер (9.10.1846, Копенгаген,- 14.1. 1908, Хорнбек), датский писатель. Начал творческую деятельность как художник-маринист, затем был журналистом бурж.-радикального направления. В лирич. сб-ках "Стихи" (1872) и "Приглушённые мелодии" (1875), сб-ках рассказов "Углем и мелом" (1872), "В шторм и в штиль" (1875) Д. выразил протест против социальной несправедливости. Роман "Лишний человек" (1876) написан под влиянием И. С. Тургенева. В сб-ках "Песни у моря" (1877), "Старые и новые боги" (1881) и др. Д. создал образцы интимной и пейзажной лирики. Для драм "Жил-был однажды" (1885), "Велунд-кузнец" (1894) характерна нац.-романтич. окраска. Сочетание реалистич. и романтич. начал проявилось в автобиографич. романе "Продавший душу" (1890). В последних произв. Д. чувствуется влияние Ф. Ницше. В повести "Церковь и орган" (1904) звучит декадентский мотив смерти как единств, прибежища прекрасного.

Соч.: Poetiske skrifter, [3 utg.], bd 1 -10, Kbh.- Aarhus, 1927.

Лит.: Горн Ф. В., История скандинавской литературы..., М., 1894; Тиандер К., Датско-русские исследования, в. 2, СПБ, 1913; Dansk Htteratur historie, Bd 3, Kbh., 1966. И. П. Куприянова.

ДРАЦЕНА (Dracaena), род древовидных растений или кустарников сем. агавовых. Ок. 150 видов в тропиках и субтропиках Вост. полушария. Стволы ветвистые; листья линейные или ланцетовидные, кожистые; цветки обычно в метёлках, с простым 6-членным белым или желтоватым околоцветником, 6 тычинками и 3-гнёзд-ной завязью. Плод - ягода. Кора нек-рых видов (драконово дерево и др.) выделяет красное смолистое вещество, используемое для изготовления лаков. Мн. виды, особенно пестролистые (D. godseffiana, D. deremensis и др.), разводят в оранжереях и комнатах.

ДРАЧ Иван Фёдорович (р. 17.10.1936, с. Телиженцы Тетиевского р-на Киевской обл.), украинский советский поэт. Ч л. КПСС с 1959. Учился на филологическом факультете Киевского университета (с 1958). Окончил Высшие сценарные курсы в Москве в 1964. В книгах стихотворений "Подсолнечник" (1962), "Протуберанцы сердца" (1965), "Баллады будней" (1967) выступил как поэт-новатор. Поэзии Д. присущи богатство и оригинальность выразительных средств, тема-тич. разнообразие. Написал неск. лит. сценариев.

Соч.: ПоезП, К., 1967; 1ду до тебе, К., 1970.

Лит.: Новиченко Л., Iван Драч, новобранець поези, в кн.: Драч I., Соняшник. Поезп, К., 1962; Iван Драч, в кн.:Письменники Радянськоi Украни, К., 1970.

ДРАШЕЙОЗ, гельминтозное заболевание однокопытных, вызываемое нематодой Drascheia megastoma. Распространён повсеместно, особенно часто встречается в юж. р-нах. Драшейи - небольшие гельминты 7-13 мм дл., развиваются с участием промежуточного хозяина - домашней мухи, мухи-жигалки и др. Личинки драшей, проглоченные животными, достигают половой зрелости и поселяются под слизистой оболочкой желудка и в его опухолевидных образованиях. При сильном заражении у животных отмечаются катаральный гастроэнтерит, прогрессирующее истощение, периодич. колики. Лечение и профилактика -см. в ст. Габронемоз.

ДРАШУСОВ Александр Николаевич [5(17).4.1816, Москва,- 2(14).12.1890, там же], русский астроном. В 1833 окончил Моск. ун-т. В 1840-55 преподавал там же. Под его наблюдением в 1844-55 была значительно расширена и дооборудована Моск. обсерватория. Д. наблюдал положения околополярных звёзд на меридианном круге. В 1847 он определил географич. положения 6 городов Владимирской губ.

Лит.: Блажко С.Н., История Московской астрономической обсерватории в связи с преподаванием астрономии в университете (1824-1920), "Уч. зап. МГУ", 1940, в. 58.

ДРВ, Демократическая Республика Вьетнам, см. Вьетнам.

ДРВЕНЦА (Drweca), река на С. Польши, прав, приток Вислы. Дл. 252 км, пл. басе. 5,5 тыс. км2. Истоки на Мазурском поозёрье, протекает по залесённой равнине. Ср. расход воды 26 м3/сек. Сплав леса, в ниж. течении судоходство. Верховья Д. соединены каналом Эльблонг-Оструда с Гданьской бухтой. На Д.- г. Бродница.

ДРЕВЕСИНА, ксилема (от греч. xylon - дерево), сложная ткань древесных и травянистых растений, проводящая воду и растворённые в ней минеральные соли; часть проводящего пучка, образующаяся из прокамбия (первичная Д.) или камбия (вторичная Д.). Она составляет осн. массу ствола, корней и ветвей древесных растений.

Физиологические и анатомические особенности Д. форма и величина клеток, слагающих Д., различны и зависят от их функций. Д. содержит проводящие, механические и запасающие элементы. Строение Д. типично для родов, а иногда и для видов древесных растений. При изучении Д. и её свойств пользуются 3 гл. разрезами, а для микроскопич. изучения - срезами: поперечным, тангенциальным (тангентальным) и радиальным (рис. 1). По мере роста деревьев внутренняя, наиболее старая Д. ствола отмирает. Проводящие элементы Д. постепенно закупориваются: сосуды -т. н. тиллами, трахеиды - торусами их окаймлённых пор. Проводящая и запасающая системы перестают функционировать, содержание в Д. воды, крахмала, отчасти жиров уменьшается, кол-во смол, дубильных веществ повышается. У ядровых пород (сосна, лиственница, дуб) центр, часть Д. отличается по окраске и наз. ядром, периферич. зона наз. заболонью. У спелодревесных пород (ель, липа) периферич. часть отличается от центральной меньшей влажностью (такая Д. наз. спелой). У заболониых пород (клён, берёза) центр, часть ничем не отличается от периферической. Иногда у за-болонных и спелодревесных пород центр. часть ствола окрашивается темнее (гл. обр. под влиянием грибов) и образуется т. н. ложное ядро.

Рис. 1. Основные части ствола и его главные разрезы: 1- поперечный; 2-радиальный; 3- тангенциальный.

 

В Д. большинства двудольных и всех хвойных растений можно различить кольца прироста, или годичные кольца, и радиальные, или сердцевинные, лучи. Внутри одного кольца прироста различают раннюю (весеннюю) и позднюю (летнюю) зоны, часто наз. соответственно ранней и поздней Д. По радиальным лучам питат. вещества передвигаются в места их отложения. Размеры и соотношение элементов, слагающих Д., изменяются в зависимости от условий произрастания и положения Д. в стебле. В неблагоприятных условиях (избыточное увлажнение, недостаток воды в почве, сильное затенение, объедание листьев насекомыми) образуются узкие слои прироста. Д. двудольных растений слагается из след, типов клеток: члеников сосудов

 

Рис. 2. Типы клеток, слагающих дреч весину: а - древесинная паренхима; б -трахеиды; в - членики сосудов (трахей); г - волокна лпбрпформа; д - клетки гетерогенного сердцевинного луча хвойного дерева; е - клетки гетерогенного сердцевинного луча лиственного дерева.

(трахей), трахеид, механич. волокон (либриформа), древесинной паренхимы и ряда др. элементов - переходных форм между ними (рис. 2). Комбинации в размерах и расположении элементов Д. (напр., диам. сосудов у различных пород варьируют от 0,0015 мм у самшита и аралии до 0,5 мм у дуба) создают разнообразие её структуры (рис. 3): рассеян-нососудистая - по всему кольцу прироста сосуды почти равного диаметра, число их в ранней и поздней зонах почти одинаково (берёза, клён); кольцесо-судистая - диаметр сосудов в ранней зоне кольца значительно больший, чем в поздней (дуб, вяз, маклюра). Сосуды могут быть расположены одиночно (дуб) или группами (ясень, берёза, осина), образуя в этом случае в местах соприкосновения окаймлённые поры. Трахеиды в этом случае утрачивают в процессе эволюции водопроводящую функцию и заменяются волокнами либриформа (Д. ясеня, напр., состоит из сосудов, древесинной и лучевой паренхимы и волокон либриформа). Д. различается также по характеру соединения члеников сосудов, форме перфорации (простая, лестничная и т. д.), её расположению, форме членика, высоте и ширине сердцевинного луча и форме его клеток.

 

 

Рис. 3. Схема расположения сосудов древесины на поперечном сечении годичного кольца: 1- клёна (рассеяннососуди-стая); 2- вяза (кольцесосудистая).

 

 

Рис. 4. Участки срезов древесины сосны: 1- поперечного; 2 - радиального; 3-тангенциального; а - граница годичного кольца; б - поздняя древесина; в - ранняя древесина; г - новый ряд вклинивающихся трахеид; д - гетерогенный сердцевинный луч, состоящий из лучевых трахеид (е) с мелкими окаймлёнными порами и паренхим-ных клеток с большими окновидными порами (ж); з - смоляной ход (хорошо видны выстилающие его эпителиальные клетки); и - клетки паренхимы, окружающие смоляной ход; к - окаймлённые поры; л - сердцевинный луч с горизонтальным смоляным ходом.

Д. голосеменных, в т. ч. хвойных, состоит только из трахеид (сосуды отсутствуют), небольшого кол-ва древесинной паренхимы и сердцевинных лучей. У одних родов (кипарис, можжевельник) сердцевинные лучи (гомогенные) состоят из одинаковых паренхимных клеток; у др. (сосна, ель, лиственница) в гетерогенных лучах имеются также и лучевые трахеиды, проходящие вдоль луча (рис. 4). Строение луча, форма клеток, число и размеры их пор имеют важное значение при определении породы дерева. У нек-рых родов (сосна, ель, дугласова пихта и лиственница) в Д. имеются смоляные ходы.

Химический состав Д. Абсолютно сухая Д. всех пород в среднем содержит (в % ): 49,5 углерода; 6,3 водорода; 44,1 кислорода; 0,1 азота. В Д. на долю оболочек клеток приходится ок. 95% массы. Гл. составные части оболочек - целлюлоза (43-56%) и лигнин (19-30% ), остальные: гемицеллюлозы, пектиновые вещества, минеральные вещества (гл. обр. соли кальция), небольшое кол-во жиров, эфирных масел, алкалоидов, гликозидов и т. п. Для всех клеток Д. характерно одревеснение - пропитывание оболочек лигнином. Существует более 70 реакций на одревеснение (напр., флороглюцин с концентриров. соляной к-той даёт малиновое окрашивание). Д. нек-рых деревьев содержит дубильные вещества (квебрахо), красители (кампешевое дерево, сандал), бальзамы, смолы, камфору и т. д.

О. Н. Чистякова.

Физические свойства Д. характеризуются её внешним видом (цвет, блеск, текстура), плотностью, влажностью, гигроскопичностью, теплоёмкостью и др. Д. как материал используют в натуральном виде (лесоматериалы, пиломатериалы), а также после спец. физ.-хим. обработки (см. Древесные материалы). Важное декоративное свойство и диагностич. признак - цвет Д., характеристики к-рого изменяются в широких пределах (цветовой тон 578-585 нм, чистота цвета 30-60%, светлота 20-70% ). Блеск наблюдается у Д. нек-рых лиственных пород, особенно на радиальном разрезе.

Текстура - рисунок Д., образующийся при перерезании анатомич. элементов,-особенно эффектна у листв. пород.

Д. содержит свободную (в полостях клеток) и связанную (в оболочках клеток) влагу. Влажность Д.

 

 

Рис. 5. Зависимость равновесной влажности древесины Wp от влажности ф и температуры t воздуха.

т - начальная масса образца, т0 -масса образца в абсолютно сухом состоянии. Пределом гигроскопичности (точкой насыщения волокна) наз. состояние, при к-ром в Д. содержится макс, кол-во связанной (гигроскопической) влаги, а свободная влага отсутствует. Влажность, соответствующая пределу гигроскопичности Wпг при t 20 оС, составляет в среднем 30%. На большинство свойств Д. оказывает влияние изменение содержания связанной влаги. При достаточно длит, выдержке Д. приобретает равновесную влажность Wp, к-рая зависит от влажности ф и темп-ры t окружающего воздуха (рис. 5). Уменьшение содержания связанной влаги вызывает сокращение линейных размеров и объёма Д.

 

Уw - усушка в % , aпг - размер (объём) образца при пределе гигроскопичности, aw - размер (объём) образца при данной влажности W в диапазоне 0 - Wпг. Полная (при удалении всей связанной влаги) усушка в тангенциальном направлении для всех пород 6-10%, в радиальном направлении 3-5%, вдоль волокон 0,1-0,3%; полная объёмная усушка 12-15%.

При увеличении содержания связанной влаги, а также поглощении Д. др. жидкостей происходит разбухание -явление, обратное усушке. Вследствие разницы значений радиальной и тангенциальной усушки при высыхании (или увлажнении) наблюдается поперечное коробление пиломатериалов и заготовок. Продольное коробление наиболее заметно у пиломатериалов с пороками строения Д. В процессе сушки Д. из-за неравномерного удаления влаги и анизотропии усушки возникают внутр. напряжения, приводящие к растрескиванию пиломатериалов и круглых лесоматериалов. После камерной сушки из-за остаточных напряжений в Д. при механической обработке происходит изменение заданных размеров и формы деталей. Д. проницаема для жидкостей и газов, особенно листв. породы по заболони и вдоль волокон.

Плотность древесинного вещества у всех пород одинакова (т. к. одинаков их хим. состав) и примерно в 1,5 раза больше плотности воды. Плотность Д. из-за наличия полостей меньше и колеблется в значит, пределах в зависимости от породы, условий роста, положения образца Д. в стволе. Плотность Д. при

 

масса и объём образца при данной влажности W. С повышением влажности плотность Д. увеличивается. Часто для расчётов используют показатель, не зависящий от влажности,- условную плот-

 

разца при W = 0, vmax - объем при W> Wпг.

Удельная теплоёмкость Д. практически не зависит от породы и может быть найдена по диаграмме (рис. 6). Коэфф. теплопроводности X. зависит от темп-ры, влажности, породы

 

Рис. б. Зависимость удельной теплоёмкости древесины С от температуры t и влажности W.

(плотности), направления теплового потока и определяется по формуле X = Хном X Хкр*кх, где Хной - номинальное значение коэфф. теплопроводности, а кр и к" - коэфф., учитывающие значение условной плотности русл и направление теплового потока в образце, Хном определяется по диаграмме (рис. 7), а нек-рые значения коэфф. кр и кх приведены в табл. 1 и 2.

Табл. 1. - Коэффициент кх

Табл. 2.- Коэффициент кр

 

русл ,кг/м3      кр          русл,кг/м3        кр

340 360 400      0,98 1,00 1,05  500 600 650      1,22 1,56 1,86

Температурные деформации Д. значительно меньше усушки и разбухания и обычно в расчётах не учитываются.

Некоторые электрические и акустические свойства Д. приведены в табл. 3. Д. хвойных пород с малой плотностью (ель) обладает высокими резонансными свойствами и широко используется в муз. пром-сти.

Механические свойства Д. наиболее высоки при действии нагрузок вдоль волокон; в плоскости поперёк волокон они резко снижаются. В табл. 4 даны ср. показатели свойств Д. нек-рых пород при

 

Рис. 7. Зависимость коэффициента теплопроводности древесины ХнОМ от температуры t и влажности W.

W = 12% . С увеличением влажности до Wпг показатели уменьшаются в 1,5-2 раза. Модуль упругости вдоль волокон составляет 10-15 Гн/м2 (100-150 тыс. кгс/см2), а поперёк в 20-25 раз меньше. Коэфф. поперечной деформации для разных пород и структурных направлений находится в пределах от 0,02 до 0,8. Способность Д. деформироваться под нагрузкой во времени, характеризующая её реологич. свойства, резко повышается с увеличением влажности и темп-ры. Прочность при длит, нагрузках снижается. Напр., предел долговременного сопротивления при изгибе составляет 0,6-0,65 от предела прочности при стандартных испытаниях на статич. изгиб. При многократных нагружениях наблюдается усталость Д., предел выносливости при изгибе равен в среднем 0,2 от статич. предела прочности.

Табл. 3.-Электрические и акустические своиства древесины

 

Показатели      Порода              Вдоль волокон             Поперёк волокон       

                                             радиальное направление        тангенциальное направление             

Уд. объёмное электросопротивление при W = 8%, 108ом*м        Лиственница  3,8         19          14,5      

               Берёза 4,2         86          --           

Пробивное напряжение при W = =8- 9%,кв/см       Бук       14          41 5       52         

               Берёза 15          59 8       -            

Диэлектрич. проницаемость при W=0 и частоте 1000 гц  Ель       3,06       1 91       1,98      

               Бук       3,18       2 40       2,20      

Тангенс угла потерь  Ель       0,0625  0 0310  0,0345 

               Бук       0,0585  0 0319  0,0298 

Скорость распространения звука, м/сек      Сосна  5030     1450     850       

               Дуб      4175     1665     1400    

Испытания Д. с целью определения показателей физико-механич. и технологич. свойств проводят на малых чистых (без пороков) образцах. Испытаниям подвергают серии образцов, а результаты опытов обрабатывают методами вариац. статистики. Все показатели приводят к единой влажности - 12% . На большинство методов испытаний разработаны стандарты, устанавливающие форму и размеры образцов Д., процедуру экспериментов, способы вычисления показателей её свойств. Д. отличается сильной изменчивостью свойств, поэтому при использовании Д. в качестве конструкц. материала особенно важно применение неразрушающих методов поштучного контроля прочности пиломатериалов, основанных, напр., на связи между прочностью Д. и нек-рыми её физ. свойствами. На свойства Д. влияют пороки древесины (сучки, гнили, наклон волокон, крень и др.).

При оценке свойств Д. как конструкц. и поделочного материала учитывают её способность удерживать металлич. крепления (гвозди, шурупы), износостойкость, способность к загибу некоторых листв. пород.

Д. имеет высокие значения коэфф. качества (отношение предела прочности к плотности), хорошо сопротивляется ударным и вибрац. нагрузкам, легко обрабатывается и позволяет изготовлять детали сложной конфигурации, надёжно соединяется в изделиях и конструкциях с помощью клея, обладает высокими декоративными свойствами. Однако наряду с положит. свойствами натуральная Д. обладает рядом недостатков: размеры и форма деталей изменяются при колебаниях влажности. При неблагоприятных условиях хранения и эксплуатации (повышенная влажность Д., умеренно высокая темп-pa воздуха, контакт с влажной почвой, конденсация влаги на элементах конструкций и т. д.) Д. загнивает. Гниение представляет собой процесс разрушения Д. в результате жизнедеятельности поселяющихся на ней грибов. Для защиты от загнивания Д. пропитывают антисептиками (см. Антисептические средства). Д. может также повреждаться насекомыми, для защиты от к-рых используют инсектициды. Ввиду сравнительно малой огнестойкости Д. при необходимости пропитывают антипирен ами.

Народнохозяйственное значение Д. Как конструкционный материал Д. широко применяется в стр-ве (деревянные конструкции, столярные детали), на ж.-д. транспорте и линиях связи [шпалы, опоры линий электропередач (ЛЭП)], в горной пром-сти (крепь), в машино- и судостроении, в произ-ве мебели, муз. инструментов, спортинвентаря; как сырьё в целлюлозно-бум. пром-сти и для др. видов хим. переработки (напр., гидролиз, сухая перегонка), а также как топливо.

Табл. 4.-Плотность и механические свойства малых чистых (без пороков) образцов древесины при влажности 12%

 

Показатели      Порода

               Лиственница  Сосна  Дуб      Берёза Осина 

Плотность, кг/м3         660        445        690        630        495       

Предел прочности вдоль волокон, Мн/'м2 (кгс/см'):                                                                                    

при сжатии      64,5 (645)          44,5 (445)          57,5 (575)          55,0 (550)          42,5 (425)         

при статическом изгибе         111,5 (1115)     79,5 (795)          107,5 (1075)     109,5 (1095)     78,0 (780)         

при растяжении           125,0 (1250)     103,0 (1030)                   168,0 (1680)     125,5 (1255)    

при скалывании                                                                                    

радиальном     9,9 (99)               6,9 (69)               10,2 (102)          9,3 (93)               6,3 (63)              

тангенциальном           9,4 (94)               6,8 (68)               12,2 (122)          11,2 (112)          8,6 (86)              

Ударная вязкость, кдж/мг (кгс*м/см2)         52 (0,53)            39 (0,40)            77 (0,78)            93 (0,95)               84 (0,86)           

Твёрдость, Мн/м2 (кгс/см2):                                                                          

торцовая          43,5 (435)          26,0 (260)          67,5 (675)          46,5 (465)          26,5 (265)         

боковая             29,0 (290)          18,0 (180)          52,5 (525)          35,0 (350)          20,0 (200)         

Направление теплового потока         кх

Тангенциальное           1 ,0

Радиальное      1,05

Вдоль волокон            

для кольцесосудистых лиственных пород 1,6

для остальных              2,2

О заготовке Д. см. в ст. Лесозаготовки. Лит.: Ванин С. И., Древесиноведение, 3 изд., М.- Л., 1949; Яценко-Хмелевский А. А., Основы и методы анатомических исследований древесины, М.-Л., 1954; Москалева В. Е., Строение древесины и её изменение при физических и механических воздействиях, М., 1957; ВихровВ. Е., Диагностические признаки древесины главнейших лесохозяйственных и лесопромышленных пород СССР, М., 1959; Никитин Н. И., Химия древесины и целлюлозы, М.- Л., 1962; Древесина. Показатели физико-механических свойств, М., 1962; Уголев Б. Н., Испытания древесины и древесных материалов, М., 1965; П е-релыгин Л. М., Древесиноведение, 2 изд., М., 1969; Леонтьев Н. Л., Техника испытаний древесины, М., 1970; Уголев Б. Н., Деформативность древесины и напряжения при сушке, М., 1971.

Б.Н. Уголев.

ДРЕВЕСИНА МОДИФИЦИРОВАННАЯ, древесина, обработанная к.-л. хим. веществом (синтетич. смолой, аммиаком и др.) с целью повышения её механич. свойств и придания водостойкости. В большинстве случаев пропитка древесины осуществляется под давлением; полимеризация или поликонденсация вводимых в древесину хим. веществ (мономеров, олигомеров и др.) достигается термич. обработкой, облучением рентгеновскими и а-, (3-, -у-лучами в присутствии катализаторов. Д. м. по сравнению с натуральной обладает увелич. прочностью на статич. изгиб (на 75% ); пониженными водопоглощением (в 3-5 раз) и абразивным износом (в 1,5-2 раза). Д. м. применяют для изготовления подшипников скольжения в узлах с.-х. машин, деталей, работающих в агрессивных средах, литейных моделей и копиров и др.



Лит.: Роговин 3. А., Химические превращения и модификация целлюлозы, М., 1967; Модификация древесины. [Сб. статей], Рига, 1967.

А. Калниньш.

ДРЕВЕСИНА ПРЕССОВАННАЯ, конструкционный материал, древесина, подвергнутая сжатию перпендикулярно волокнам под давлением до 30 Мн/м2 (300 кгс/сж2). Плотность Д. п. 1200-1450 кг/л3. В зависимости от способа прессования различают Д. п., получаемую односторонним, двусторонним и контурным уплотнением. Одностороннее уплотнение производится прессованием брусков древесины поперёк волокон в одном направлении, двустороннее - в двух направлениях. Вторым способом достигается более высокая плотность. Контурное уплотнение осуществляется вдавливанием цилиндрич. заготовки древесины в металлич. цилиндр меньшего диаметра. Предел прочности Д. п. при статич. изгибе, сжатии вдоль волокон, а также твёрдость торцевой поверхности выше, чем у натуральной древесины, в 2-3 раза. В пром-сти она заменяет чёрные и цветные металлы, текстолит. Из Д. п. изготовляют погонялки ткацких станков, подшипники скольжения, работающие в абразивной среде, и др.

Лит.: Хухрянский П. Н., Прессование древесины, 3 изд., М., 1964; Справочник фанерщика, М., 1968. А. Н. Кириллов.

ДРЕВЕСИННИКИ (Trypodendron), род жуков сем. короедов. Тело (дл. 2,8-3,8 мм) голое глянцевитое, цилиндрическое, переднеспинка выпуклая, окраска чёрная, на надкрыльях обычно полоски. Обитают Д. в древесине, прогрызая в ней ходы. Безногие мягкие С-образные личинки питаются амброзией - гифами гриба, специально заносимого в ходы жуками. В СССР - 9 видов: полосатый Д. (Т. lineatus) вредит хвойным породам; дубовый Д. (Т. domesticus) - дубу и реже др. лиственным; лестничный Д. (Т. signatus) - разным листв. породам.

ДРЕВЕСИНОВЕДЕНИЕ, научная дисциплина, изучает строение и свойства древесины; содержит комплекс сведений о древесине как материале, полученных на основе исследований методами биологии, химии, физики, механики и др. наук. Д. - учебная дисциплина для всех лесотехнич. специальностей вузов и техникумов в СССР, включающая след, разделы: строение древесины (макро-и микроскопическое); хим., физ. и механич. свойства древесины и влияние на них различных факторов; пороки древесины; стойкость; особенности древесины осн. лесных пород СССР.

В развитии отечеств. Д. большую роль сыграли работы А. Е. Теплоухова, Д. И. Журавского, Д. М. Кайгородова, Н. М. Бурого, А. В. Гадолина, И. П. Бородина, Н. А. Белелюбского, Н. А. Филиппова, Л. А. Иванова, С. И. Ванина, Л. М. Перелыгина, А. X. Певцова, Н. Н. Чулицкого и др.

Д. как самостоят, учебная дисциплина оформилась в СССР в 1932. В 30-х гг. были написаны первые учебники и руководства по Д. Тогда же были начаты работы по стандартизации методов физ.-механич. испытаний древесины, на основе к-рых в дальнейшем были определены показатели свойств древесины важнейших пром. пород СССР. Большое внимание уделялось исследованию строения древесины и изучению её пороков. Были установлены зависимости свойств древесины от лесоводств. факторов; выявлено влияние на свойства древесины влажности, темп-ры, кислот, щелочей и др. Эти исследования обеспечили возможность широкого использования древесины в стр-ве, авиастроении, судо- и вагоностроит. пром-сти и др.

С 50-х гг. проводятся широкие исследования фундамент, свойств древесины: микроскопич. и ультратонкого строения, реологич. свойств, влажностных деформаций, внутр. напряжений, анизотропии, теплофизич., диэлектрич., пьезо-электрич. свойств, неразрушающих методов контроля прочности. Разрабатываются методы испытаний древесины, основанные на использовании инфракрасного, светового, ультрафиолетового, рентгеновского и ядерных излучений; проводятся испытания при звуковых и ультразвуковых колебаниях; объективными методами исследуются цвет и блеск; ведутся изыскания эффективных способов дефектоскопии древесины. Строение и свойства древесины исследуются с целью усовершенствования существующих и разработки новых технологич. процессов сушки, пропитки, механич. обработки, склеивания, отделки и др. Лит.: Передыгин Л. М., Древесиноведение, 2 изд., М., 1969.

Б. Н. Уголев.

ДРЕВЕСНАЯ МАССА, волокнистая масса, получаемая при механич. истирании балансовой древесины или щепы на вращающемся камне дефибрера или на др. размалывающих аппаратах с применением воды; полуфабрикат в произ-ве бумаги, картона, древесноволокнистых плит. Впервые Д. м. получил нем. ткач Ф. Г. Келлер в 40-х гг. 19 в. В зависимости от способа обработки различают Д. м. белую, бурую и химическую. Белую Д. м. получают из древесины без дополнит, обработки, бурую - из древесины, предварительно пропаренной в котлах под давлением, химическую - из древесины, обработанной растворами едкого натра, моносульфита или бикарбоната натрия (иногда под давлением и при нагреве до 150°С). Широкое применение Д. м. объясняется её дешевизной по сравнению с целлюлозой, тряпичной полумассой, а также способностью повышать печатные свойства бумаги (гладкость, непрозрачность, впитываемость красок и др.). Недостатки Д. м.: сравнительно низкая механич. прочность, недостаточная белизна, а также неустойчивость этих свойств при воздействии солнечного света, влаги и тепла.

А. В. Васенко.



ДРЕВЕСНАЯ МУКА, мелкий сыпучий продукт, получаемый сухим механич. размолом древесных стружек. Крупность частиц Д. м. определяется ситовым анализом и колеблется от 150 до 420 (номер Д. м. соответствует размеру отверстия сортировочного сита в мкм). Влажность Д. м. не выше 8% . Д. м. входит в состав взрывчатых веществ, фенопла-стов, линолеума, ксилолита и нек-рых др. стройматериалов; применяется в произ-ве двуокиси титана, в мебельной пром-сти и др. Д. м. используют также как шлифующий и полирующий материал. Д. м. получают в мельницах ударного действия, в жерновых поставах и в маят-нико-роликовых мельницах. Отбор муки производится в ситовых машинах или в возд. сепараторах.

ДРЕВЕСНАЯ СМОЛА, древесный дёготь, продукт сухой перегонки древесины или газификации древесины. Различают отстойную смолу, отстаивающуюся от водного дистиллята термич. переработки древесины; растворимую, находящуюся в этом дистилляте в растворённом виде, а также экстракционную, получаемую экстракцией из водного дистиллята. Отстойная смола -вязкая маслянистая жидкость от тёмно-бурого до чёрного цвета, с резким запахом; плотность от 1000 до 1150 кг\м3. Представляет собой сложную смесь органич. веществ: фенолов (10-25% ), к-т (10-30% ) и нейтральных веществ (40-55% ). В состав фенолов входят фенол, крезолы, ксиленолы, о-этилфенол, псевдокуменолы, пирокатехин, гваякол, метиловые эфиры пирогаллола и др. Из к-т присутствуют представители жирного ряда от муравьиной до катгриловой, пальмитиновая, арахиновая, бегеновая и др., а также ненасыщенные к-ты этого ряда и смоляные (абиетиновая и др.). В состав нейтральных соединений входят кетоны, альдегиды, спирты, углеводороды различных классов и др. При дистилляции отстойной смолы получают различные фракции масел (55-60% ) и пек с tпл 70-80 °С (40-45% ). Ср. фракцию масел (240-310 °С) используют как ингибитор для топлив и масел. Из масел получают также флотореагенты, мягчи-тели для резиновой пром-сти и др. ценные продукты. Из пека получают литейные крепители. Кроме того, отстойную смолу используют как консервант древесины. Растворимая смола содержит фенолы, углеводы, лактоны и применяется для получения понизителей вязкости глинистых растворов и литейных крепителей. Экстракционную смолу, содержащую 30% и больше фенолов, также применяют для получения понизителей вязкости.

Лит.: Козлов В. Н., Нимвнцкий А. А., Технология пирогенетической переработки древесины, М.- Л., 1954; Сумароков В. П., Химия и технология переработки древесных смол, М.- Л., 1953; Слоевые методы энергохимического использования топлива, М.- Л., 1962.

А. М. Кунын.

ДРЕВЕСНАЯ СТРУЖКА, обобщённое название отходов при обработке древесины резанием на деревообрабатывающих станках и нек-рых полуфабрикатов (шпон, дрань, тонкие дощечки), изготовляемых деревообр. пром-стью. Отд. виды Д. с. имеют частные назв.: напр., Д. с. от пильных станков наз. опилками, от шлифовальных - пылью, от лущильных - шпоном. Д. с.- отход часто используется как топливо, опилки служат сырьём в гидролизном произ-ве. Д. с. от фрезерных и строгальных станков иногда применяют как наполнитель для ср. слоя трёхслойных древесностру-жечных плит. Д. с.- полуфабрикат используют в произ-ве фанеры (шпон), для упаковки (древесная шерсть), для фанерования мебели, панелей, щитов.

ДРЕВЕСНИЦА, квакша обыкновенная (Hyla arborea), бесхвостое земноводное сем. квакш.

ДРЕВЕСНИЦА ВЪЕДЛИВАЯ (Zeuzera pyrina), бабочка сем. древоточцев. Крылья самки в размахе 55-70 мм (самец немного меньше), атласно-белые с угловатыми тёмно-синими пятнами.

Древесница въедливая: 1- бабочка; 2-гусеница; 3- куколка; 4- повреждённые побеги.

Распространена в Юж., Ср. Европе, Сев. Африке, Малой Азии и Сев. Америке; в СССР - на Ю. Европ. части и на Д. Востоке. Повреждает более 70 листв. пород деревьев (предпочитает ясень и яблоню). Генерация 2-годичная, в лесных массивах с чётко выраженными лётными годами. Самка откладывает яйца группами в расщелины коры, листовые рубцы и т. д. Вылупившиеся гусеницы опускаются на паутинках и уносятся ветром на кроны деревьев; сначала втачиваются в черешки листьев, затем в побеги и там зимуют. На след, год переселяются в ветви и ствол. Окукливаются летом после вторичной зимовки. Деревья ослабляются и усыхают; древесина теряет товарные качества. Меры борьбы: санитарные рубки и рубки ухода (в лётные годы), удаление и уничтожение заселённых молодыми гусеницами побегов, обработка деревьев инсектицидами.

ДРЕВЕСНОВОЛОКНИСТЫЕ ПЛИТЫ, конструктивный древесный материал, изготовляемый измельчением и расщеплением древесины (или др. растит. сырья) в волокнистую массу, отливкой из неё плит, их прессованием и сушкой. Различают Д. п.: сверхтвёрдые, твёрдые,

полутвёрдые, изоляционно-отделочные и изоляционные. Произ-во Д. п. быстро развивается благодаря обилию и дешевизне осн. сырья: неделовой древесины (дровяной), отходов деревообработки, бум. макулатуры, стеблей тростника и с.-х. отходов (соломы, костры и др.). Для улучшения эксплуатац. свойств вводят добавки: гидрофобизующие вещества (парафин, канифоль), вещества, повышающие прочность (синтетич. смолы), антисептики.

Существуют 2 способа произ-ва Д. п.: мокрый - без добавки связующего вещества, и сухой, требующий введения в измельчённую древесину 4-8% синтетич. смолы. При сухом способе волокнистая масса перед формованием подсушивается.

Применяют 3 способа получения волокнистой массы: тсрмо-механич.- с использованием дефибраторов и рафинеров, механич.-с размолом на дефибрерах, и химико-механич., при котором размолу предшествует варка сырья в щелочных растворах. В волокнистую массу для придания водостойкости вводят различные эмульсии (парафиновые, смоляные, масляные) и осадители (сернокислый алюминий). Плиты формуются на отливочных машинах. Влажность плит после отливок достигает 70% . Поэтому изоляц. плиты поступают на сушку, а твёрдые и полутвёрдые прессуют в горячих многоэтажных прессах (t 135-180 °С). Твёрдые и сверхтвёрдые плигы затем проходят "закалку" при t 150-170 °С с последующим увлажнением до 5-7% (по массе). Сверхтвёрдые имеют объёмную массу не менее 950 кг/л3; твёрдые - не менее 850 кг/м3; полутвёрдые - не менее 400 кг/м3; изоляционно-отделочные -250-350 кг/м3; изоляционные - до 250 кг/м3. Размеры плит (в мм): длина от 1200 до 3600, ширина от 1000 до 1800, толщина от 3 до 8.

За рубежом изготовляют комбинированные плиты, представляющие собой сочетание неск. видов плит (напр., ультрапористые Д. п. с объёмной массой 65-80 кг/м3, облицованные твёрдыми плитами и др.). Д. п. с лицевой стороны может быть отделана древесной массой тонкого помола с наполнителем и красителем, бум. пластиками, полимерными плёнками. Предел прочности при изгибе у сверхтвёрдых и твёрдых Д. п. ок. 50 Мн/м2 (500 кгс/см2).

Д. п. применяют в жилищном и пром. стр-ве для теплозвукоизоляции кровли, междуэтажных перекрытий, стен, для отделки помещений и др. Особенно широко используют Д. п. в малоэтажном, поселковом и сел. стр-ве, в стандартном домостроении, а также в произ-ве мебели и тары. Изготовление Д. п. - один из перспективных способов использования древесных отходов и неделовой древесины.

Лит.: Солечник Н. Я., Производство древесноволокнистых плит, 2 изд., М., 1963.

В. С. Лебедев.

ДРЕВЕСНОСЛОИСТЫЕ ПЛАСТИКИ, конструкционные, антифрикционные и электроизоляционные материалы на основе тонкого древесного листа (шпона) листв. пород. Подробнее см. Древесные пластики.

ДРЕВЕСНОСТРУЖЕЧНЫЕ ПЛИТЫ, изготавливаются горячим прессованием древесных частиц (древесной стружки) со связующим веществом. В качестве связующего применяют мочевино-формаль-дегидные, фенол-формальдегидные и др. смолы. Использование Д. п. в различных отраслях нар. х-ва определяет разнообразие в требованиях к плитам, что обусловливает большое кол-во их разновидностей. Д. п. классифицируют по способу прессования, конструкции, виду измельчённой древесины, применяемому связующему, облицовочному материалу и др. По способу прессования различают Д. п. плоского прессования и экструзион-ные, т. е. полученные выдавливанием. Первые изготовляют с приложением прессующего усилия перпендикулярно плоскости плиты, а вторые - параллельно ей. По конструкции плиты плоского прессования выпускаются одно-, трёх-, пяти-и многослойными; экструзионные -однослойными сплошными и с внутр. каналами. В однослойных плитах размеры древесных частиц и содержание связующего одинаковы по всей толщине плиты. В трёх- и пятислойных плитах один или оба наружные слоя (с каждой стороны) изготовляют из более тонких частиц и с повышенным содержанием связующего по сравнению с внутр. слоями. Такие плиты имеют гладкую поверхность и обладают высокой прочностью. Д. п. выпускают необлицованные и облицованные (одним или двумя слоями лущёного или строганого шпона, бумагой, пропитанной синтетич. смолами, синтетич. плёнкой и др.). Д. п. изготовляют шлифованные и нешлифованные.

По плотности (в зависимости от способа прессования и марки) Д. п. подразделяют на группы: очень малой плотности (350-450 кг/л3), малой (450-650), средней (650-800), высокой (700-800). В СССР установлены (1970) след. осн. размеры Д. п. (мм): плоского прессования - дл. 2500-3500; шир. 1220-1750; толщина 10-25; экструзионные - дл. 2500; шир. 1250; толщина 15-52.

Физико-механич. свойства Д. п. в основном зависят от объёмной массы, формы и размеров древесных частиц, кол-ва и качества связующего, конструкции и др. Д. п. характеризуются след, показателями: влажность 8%; водопоглощение 12-88%; коэфф. теплопроводности 0,07-0,25вт/(л-К)[0,06-0,22 ккал/(м*ч*°С)]; уд. теплоёмкость 1,7-1,9 кдж/(кг*К) [0,4-0,45 ккал/(кг*°С)]; разбухание (за 24 ч) по толщине 5-30% ; предел прочности при растяжении перпендикулярно пласта плиты 0,25-0,4 Мн/м2(2,5-4 кг /см2). Д. п. более биостойки, чем натуральная древесина, что объясняется наличием в составе связующих веществ формалина. Д. п. широко применяют в мебельной пром-сти, в стр-ве и др. областях нар. х-ва.

Лит. см. при. ст. Древесные материалы.

В. С. Лебедев.

ДРЕВЕСНЫЕ КЕНГУРУ (Dendrolagus), род млекопитающих сем. прыгающих сумчатых. Дл. 52-81 см, хвоста 42-93 см. Окраска тела сверху красновато-бурая, снизу более светлая. Задние лапы значительно длиннее передних, но не настолько, насколько у др. кенгуру. 7 видов. Встречаются в лесах Н. Гвинеи я Сев.-Вост. Австралии. Живут небольшими группами на деревьях; нередко спу