загляните на купон-скидку или справочники: окна kbe, окна veka, окна rehau, остекление балкона, остекление лоджии, изготовление окон, монтаж окон, остекление, производство окон, металлопластиковые окна, окна пвх, пластиковые окна, установка окон, стеклопакеты и евроокна.



ВСЁ О СТРОИТЕЛЬСТВЕ, ЖЕЛЕЗОБЕТОНЕ, БЕТОНЕ, АРХИТЕКТУРЕ И НЕ ТОЛЬКО...:
ОПРЕДЕЛЕНИЯ:

АСФАЛЬТИРОВАНИЕ, устройство асфальтобетонных покрытий на автомобильных дорогах, улицах, аэродромах и т. п. путём укладки и уплотнения асфальтобетонной смеси по предварительно подготовленному основанию. В зависимости от назначения покрытия асфальтобетонную смесь (асфальтобетон) укладывают в один или два слоя на основание из щебня, гравия (нежёсткое основание) или бетона (жёсткое основание). Нижний слой толщиной 4-5 см устраивают из крупно- или среднезерни-стой смеси с остаточной пористостью 5-10% ; верхний слой толщиной 3-4 см-из средне- или мелкозернистой смеси (остаточная пористость 3-5%). При тяжёлых нагрузках и интенсивном движении транспорта покрытия устраивают 3-4-слойными общей толщиной 12-15 см. АСФАЛЬТИРОВАНИЕ начинается с очистки основания от пыли и грязи механич. дорожными щётками и поливомоечными машинами, исправления неровностей основания, обработки его поверхности жидким битумом или битумной эмульсией. Асфальтобетонная смесь приготовляется в асфальтобетоно-смесителях на стационарных или полустационарных заводах (установках), доставляется на место автомобилями-самосвалами и загружается в приёмный бункер асфалътобетоноукладчика, к-рый укладывает, разравнивает и предварительно уплотняет смесь. Окончат. уплотнение осуществляется катками дорожными. .


КОММУНАЛЬНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО, отрасль строительства, занятая сооружением объектов, связанных с обслуживанием жителей городов, посёлков городского типа, районных сельских центров и населённых пунктов сельской местности. В числе этих объектов: системы водоснабжения и канализации с очистными сооружениями и сетями; сооружения городского электрического транспорта с путевым, энергетическим хозяйством, депо и ремонтными предприятиями; сети газоснабжения и теплоснабжения с распределительными пунктами, районными и квартальными котельными; электрические сети и устройства напряжением ниже 35 кв; гостиницы; городские гидротехнические сооружения; объекты внешнего благоустройства населённых мест, озеленения, дороги, мосты, путепроводы, ливнестоки; предприятия санитарной очистки, мусороперерабатывающие и др. Планомерное развитие КОММУНАЛЬНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА в СССР началось ещё в 1-й пятилетке и осуществлялось нарастающими темпами до начала Великой Отечеств, войны 1941-45. В годы 4-й пятилетки (1946-50) проводились работы по восстановлению объектов коммунального назначения, разрушенных во время нем.-фаш. оккупации. В последующие годы КОММУНАЛЬНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО велось высокими темпами в связи с бурным развитием промышленности, культуры, увеличением численности городов и посёлков городского типа .
ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО, теория и практика планировки и застройки городов (см. Город). ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО определяют социальный строй, уровень развития производственных сил, науки и культуры, природно-климатичие условия и национальные особенности страны. ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО охватывает сложный комплекс социально-экономических, строительно-технических, архитектурно-художественных, а также санитарно-гигиенических проблем. Общим для ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО досоциалистических формаций является большее или меньшее влияние на него частной собственности на землю и недвижимое имущество..
ЗЕЛЁНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО, составная часть современного градостроительства. Городские парки, сады, скверы, бульвары, загородные парки (лесопарки, лугопарки, гидропарки, исторические, этнографические, мемориальные), национальные парки, народные парки, тесно связанные с планировочной структурой города, являются необходимым элементом общегородского ландшафта. Они способствуют образованию благоприятной в санитарно-гигиеническом отношении среды, частично определяют функциональную организацию городских территорий, служат местами массового отдыха трудящихся и содействуют художественной выразительности архитектурых ансамблей. При разработке проектов садов и парков учитывают динамику роста деревьев, состояние и расцветку их крон в зависимости от времени года.

Главная страница
Поиск по сайту
Оглавление страниц

Объяснение слов: словарь, справочник, информация. Строительство, экономика, промышленность - все сферы жизни: от А до Г, от Г до П и от П до Я

ирк сегодня, М., 1968; Эстрада и цирк глазами влюбленного, М., 1971.

ДМИТРИЕВА Елизавета (революционный псевдоним Елизаветы Лукиничны Кушелевой) (май 1851, Псковская губ., - после 1909), русская революционерка, активная участница Парижской Коммуны 1871. Из дворян. Выехала осенью 1868 за границу. В 1870 деятельная участница Русской секции 1-го Интернационала. В дек. 1870 приезжала в Лондон к К. Марксу с отчётом о работе секции. В период Парижской Коммуны была парижской корреспонденткой Маркса и одним из инициаторов создания Центр, женского к-та. Во главе женского батальона коммунарок Д. принимала непосредств. участие в баррикадных боях в Париже. Вскоре после падения Коммуны вернулась в Россию. В обществ. движении больше не участвовала. С 1905 жила в Москве.

Лит.: К. Маркс, Ф. Энгельс и революционная Россия, М., 1967; Книжник-Ветров И. С., Русские деятельницы Первого Интернационала и Парижской коммуны, М.-Л., 1964.

ДМИТРИЕВКА, посёлок гор. типа, центр Никифоровского р-на Тамбовской обл. РСФСР, на р. Польной Воронеж (басе. Дона). Ж.-д. станция (Никифоровка) на линии Мичуринск - Тамбов. Сахарный, комбикормовый з-ды, маслозавод, цех Мичуринской лентоткацкой ф-ки; совхоз по откорму кр. рог. скота.

ДМИТРИЕВКА, посёлок гор. типа в Бахмачском р-не Черниговской обл. УССР, на р. Ромен (басе. Днепра). Ж.-д. станция (Рубанка) на линии Бахмач -Кременчуг. Два кирпичных, молочный, овощесушильный з-ды.

ДМИТРИЕВ-ЛЬГОВСКИЙ, город (с 1779), центр Дмитриевского р-на Курской обл. РСФСР. Расположен на р. Свапа (басе. Днепра), в 159 км к С.-З. от Курска, на автомагистрали Москва - Киев. Ж.-д. станция на линии Брянск - Льгов. Масло- и пенькозаводы, мясокомбинат, з-ды: консервно-овощесушильный, обо-зостроит., "Лесхозмаш". С.-х. техникум. Краеведч. музей.

ДМИТРИЕВСКИЙ СОБОР во Владимире, памятник русской архитектуры, одно из лучших произв. владимиро-суздальской школы. Был построен в 1194-97 и первоначально входил в комплекс княж. дворца.

В архитектуре Д. с. нашёл воплощение тип одноглавого 4-столпного храма. Строго продуманный тектонич. и пропорциональный строй,обилие фасадных скульпт. украшений, воспринимающихся как узор, придают собору величественность и торжественную парадность. В интерьере -остатки фресковой росписи 12 в. ("Страшный суд" работы рус. и византийских мастеров). Илл. см. т. 5, табл. VI, VII.

Лит.: Воронин Н. Н., Владимир. Боголюбове. Суздаль. Юрьев-Польской, М., 1967, с. 67-86.

ДМИТРИЙ ИВАНОВИЧ (19. 10. 1582, Москва, - 15. 5. 1591, Углич), сын царя Ивана IV Грозного и Марии Нагой. Получил в удел Углич, куда был отправлен вместе с матерью после смерти отца (1584) Борисом Годуновым, опасавшимся соперничества Нагих в борьбе за власть. Погиб в Угличе. Существуют две версии о причинах смертиД. И.: 1) убит по приказу Бориса Годунова, желавшего устранить претендента на престол; 2) закололся ножом в припадке падучей болезни. Совсем неправдоподобна версия, что убит был не Д. И., к-рому удалось спастись, а другое лицо. Последняя версия была широко использована феодалами Польши для выдвижения самозванцев и распространялась в период Крест, войны и иностр. воен. интервенции начала 17 в. (см. Лжедмитрий I, Лжедмитрий II) и агрессии против России.

ДМИТРИЙ ИВАНОВИЧ ДОНСКОЙ (12. 10. 1350, Москва, - 19. 5. 1389, там же), великий князь владимирский и московский с 1359, сын кн. Ивана II Ивановича Красного, внук Ивана 1 Даниловича Калиты. В первые годы при малолетнем Д. И. Д. пр-во возглавлял митрополит Алексей. Опираясь на возросшую мощь Моск. княжества, поддержку служилых бояр и горожан, Д. И. Д. преодолел сопротивление соперников в борьбе за великое княжение - суздальско-нижего-родского, рязанского и тверского князей. При нём в 1367 был построен первый кам. кремль в Москве, в 1368 и 1370 его войска отразили нападения на Москву литов. кн. Олъгерда. Во время войны с Тверью (1368-75) Д. И. Д. в 1375 принудил тверского князя к признанию своего старшинства и союзу в борьбе с Золотой Ордой. В 1376 Моск. княжество утвердило своё влияние в Болгарии Волжско-Камской, в 1378 его рать разбила под Скорнищевом рязанского князя. Д. И. Д. первый из моек, князей возглавил вооруж. борьбу народа против татар: в 1378 на р. Вожа было разгромлено тат. войско Бегича, а в 1380 Д. И. Д. во главе объединённых рус. сил выступил навстречу полчищам тат. темника Мамая, двигавшимся на Русь. В Куликовской битве 1380, завершившейся разгромом завоевателей, Д. И. Д. проявил выдающийся полководческий талант, за что был прозван Донским. После нападения тат. хана Тохтамыша на Москву в 1382 Д. И. Д. организовал работы по восстановлению города. В княжение Д. И. Д. Москва утвердила своё руководящее положение в рус. землях. Д. И. Д. впервые передал великое княжение старшему сыну Василию без санкции Золотой Орды как "свою от чину".

Лит.: Повести о Куликовской битве, М., 1959; Черепнин Л. В., Образование Русского централизованного государства в XIV-ХУвв., М., 1960; Соханов А. М., Образование и развитие Российского государства в XIV-XVIIвв., М., 1969. A.M. Сахаров.

ДМИТРИЙ КОНСТАНТИНОВИЧ Старший (1323 или 1324-1383), князь суздальский с 1356; в 1365-83 вел. князь суздальско-нижегородский. Первоначально боролся с моек. вел. князем Дмитрием Ивановичем Донским за великое княжение Владимирское; в 1360-1363 был вел. князем владимирским. Позже внешне помирился с Дмитрием Ивановичем; выдал (1367) за него замуж дочь Евдокию. Вместе с моек, ратью вёл наступление на волжских болгар и мордву. В 1377 войска Д. К. вместе с моек, войском участвовали в битве на р. Пьяна, где были разбиты татарами. Однако в 1382 Д. К. фактически способствовал захвату Москвы ханом Тохтамышем, в войско к-рого послал своих сыновей.

Лит.: Черепнин Л. В., Образование Русского централизованного государства в XIV-XV вв., М., 1960, с. 552-56.

ДМИТРИЙ РОСТОВСКИЙ, Димитрий (светское имя - Даниил Саввич Т у п т а л о), [дек. 1651, м. Макарове под Киевом, - 28. 10 (8. 11). 1709, Ростов-Ярославский], русский церк. деятель и писатель. Происходил из укр. казачества. В 1668 принял монашество, был игуменом в различных монастырях на Украине. В 1702 стал митрополитом в Ростове. Поддерживая в целом реформы Петра I, сопротивлялся вмешательству гос-ва в дела церкви. В конце жизни сблизился со сторонниками царевича Алексея. В 1684-1705 создал многотомный свод житий святых -"Четьи-Минеи", использовав рус., греч и лат. материалы. Работал над составлением летописи о происхождении слав, народа, написал "Розыск о раскольнической брынской вере..." (изд. 1745), в к-ром попытался объяснить происхождение раскола и резко выступил против него. В 1702 основал школу в Ростове, где училось ок. 200 чел. В школе изучались рус., греч., лат. яз., география, был устроен театр, в к-ром исполнялись пьесы духовного содержания.

ДМИТРИЙ ШЕМЯКА (1420-1453), князь галицкий (Галича-Костромского), сын кн. Юрия Дмитриевича, внук кн. Дмитрия Ивановича Донского. С 1436 возглавлял удельно-княж. и боярскую оппозицию против централизаторской политики моек. вел. князя. В 1446, взяв в плен и ослепив Василия II Васильевича, захватил великокняж. престол, к-рый вскоре вынужден был оставить, т. к. не получил поддержки служилого населения Москвы. Позже безуспешно пытался бороться с Василием II. Умер в Новгороде (по нек-рым сведениям, отравлен).

ДМИТРОВ, город в Моск. обл. РСФСР. Расположен на р. Яхрома (басе. Волги). Ж.-д. станция в 65 км к С. от Москвы и пароходная пристань на канале им. Москвы. 44 тыс. жит. (1970). Осн. в 1154 Юрием Долгоруким. В 13 в. Д. - центр удельного княжества; в 14 в. был присоединён к Москве.

Ведущее место в промышленности занимает машиностроение, представленное заводами фрезерных станков, экскаваторным и экспериментально-механич. Развита промышленность стройматериалов (з-ды: мостовых железобетонных конструкций, домостроит. комбинат), имеются ф-ки: перчаточная, офсетной печати и др. Рыбопром. и строит. техникумы, мед. училище. Памятники архитектуры: Успенский собор (1509-23), с изразцовыми барельефами 16 в. на фасадах; Борисоглебский монастырь (16-17 вв.); церкви Введения (1766) и Тихвинская (1801)-в стиле барокко; дом Тугариновых (2-я пол. 18 в., классицизм). Краеведческий музей. Сохранилось городище древнего Д. с земляным валом (периметр св. 1000 м, вые. ок. 15 м) и рвом. В 1933-34 исследована конструкция укреплений; на городище вскрыты остатки деревянных срубных жилищ 12 в. с глинобитными печами, кузница, сыродутный горн, лавка. Найдено много вещей, характеризующих х-во и быт города в 12-13 вв.

Дмитров. Успенский собор. 1509 - 23.

Лит.: Милонов Н. П., Дмитровское городище (Кремль города Дмитрова), в сб.: Советская археология, т. 4, М.-Л., 1937; Ильин М А., Подмосковье, М., 1965.

ДМИТРОВСКИЙ ФАРФОРОВЫЙ ЗАВОД, один из крупнейших центров производства художеств, фарфора в СССР. Находится в пос. Вербняки Моск. обл. Осн. в 1766 Ф. Я. Гарднером. С 1891 принадлежал М. С. Кузнецову. Начав с творческой переработки зап.-европ. образцов - придворные т. н. орденские сервизы (1777-80 и 1783-85), фигурки персонажей итал. нар. комедии (1770-1790-е гг.), - завод к нач. 19 в. нашёл свой стиль изделий, в к-рых ампирные формы сочетались с жанровостью изобразит, мотивов и цветовой насыщенностью декора в целом (фигурки горожан по офортам в сб-ках "Волшебный фонарь", после 1817; чашки с портретами героев Отечеств, войны 1812, сервизы с жанровыми сценками, яркой цветочной росписью и др.). С 1833 Д. ф. з. освоил выпуск посуды из фаянса, а в 1840-х гг. - из опака (высший сорт фаянса). Гарднеровский фарфор стал эталоном для др. частных рус. заводов. Однако во 2-й пол. 19 в. художеств, уровень изделий завода деградирует. Засилье шаблонных приёмов росписи, введение переводных картинок (декалькомании) с репродукциями салонной живописи, расчёт на коммерч. успех приводят к упадку пластич. и декоративной культуры. Нек-рую самобытность сохраняют лишь "восточная" (для Ср. Азии) и "трактирная" посуда с яркой праздничной росписью и отд. выставочные изделия, выполненные по эскизам художников. Рабочие завода не раз организованно выступали с требованием улучшить своё исключительно тяжёлое положение (первое выступление рабочих было в 1805). С 1905 забастовки носили поли-тич. характер. За годы Сов. власти Д. ф. з. реконструирован и значительно расширен. В 1937 на заводе организована художеств, лаборатория. Уже в довоен. годы завод начал обновлять формы посуды (К. Г. Тихонов) и образцы мелкой пластики (С. М. Орлов). С 1953 работа над органичным для фарфора художеств, решением массовых изделий приняла планомерный характер (формы А. И. Шобанова, Ю. Б. Ганрио; росписи Е. П. Смирнова; скульптура Д. В. Горлова, М. Е. Пермяк, С. И. Вайнштейн-Машу-риной). Продукция Д. ф. з. экспонировалась более чем на 100 зарубежных выставках в 40 странах мира. Многие изделия, созданные художниками и мастерами завода, находятся в заводском музее, а также в др. музеях страны и за рубежом. Д. ф. з. был удостоен большой золотой медали на Всемирной выставке в Париже (1937), серебряной медали па Всемирной выставке в Брюсселе (1958). В честь 200-летия завод награждён орденом Трудового Красного Знамени (1966).

Илл. см. на вклейке, табл. XIV (стр. 176-177).

Лит.: Чёрный Н. В., Фарфор Верби-лок, М.. 1970. К. Н. Прислана.

ДМИТРОВСК-ОРЛОВСКИЙ, город (с 1782), центр Дмитровского р-на Орловской обл. РСФСР. Расположен на р. Нерусса (басе. Днепра), в 32 км к С.-В. от ж.-д. ст. Комаричи (на линии Брянск-Льгов) и в 89 км от г. Орла. Пенько-и маслозаводы, пищекомбинат, кирпичный з-д, деревообр. комбинат.

ДМИТРОЧЕНКО Александр Петрович [р. 19.8(1. 9). 1900], советский агроном, акад. ВАСХНИЛ (1967), Герой Социа-листич. Труда (1966). Окончил Стеб товский с.-х. ин-т (1922). Зав. кафедрой кормления с.-х. животных в Ленингр. зоотехнич. ин-те (1930-35), Ленингр. агропедагогич. ин-те (1930-35), Вологодском с.-х. (позднее молочном) ин-те (1940-47), Ленингр. ветеринарном ин-те (1946-56), Ленингр. с.-х. ин-те (1927-1930 и с 1946). Осн. труды о питании, нормировании кормления, проблеме эффективности использования и оценки энер-гетич. питательности кормов. Награждён 2 орденами Ленина, медалями, а также медалями ВСХВ и ВДНХ. Портрет стр. 358.

Соч.: Кормление сельскохозяйственных животных, Л., 1964 (совм. с П. Д. Пшеничным); Кормление коров при подготовке их к отелу и лактации, Л., 1968 (совм. с 3. М. Мороз) и др.

ДМОВСКИЙ (Dmowski) Роман (9. 8. 1864, Каменка, близ Варшавы,- 2. 1. 1939, с. Дроздово, близ Ломжи), польский политич. деятель. В 1893 вместе с др. деятелями бурж.-нац. движения организовал Лигу народову, преобразованную в 1897 в Национал-демократич. партию. Первоначально Д. выдвигал программу консолидации нац. сил, оппозиции русификаторской политике царизма. По мере развития польск. революц. рабочего движения Д. всё более решительно стал выступать против пролетариата. В 1905-1907 призывал к подавлению революции и предлагал сотрудничество с царизмом. Во время 1-й мировой войны 1914-1918 выступал на стороне Антанты, возглавлял Польск. нац. к-т, созданный 25 нояб. 1914 в Петербурге, а затем одноимённый к-т (созд. в 1917) в Париже. В 1919 делегат Польши на Парижской мирной конференции. Основал "Лагерь великой Польши" (1926-33) - профашистскую политич. группировку.

ДМОХОВСКИЙ Владислав Карлович [7 (19).4.1877, Москва,- 26.5.1952, там же], сов. учёный в области фундаменто-строения, доктор технич. наук (1937), генерал-майор инж.-технич. службы (1943), засл. деят. науки и техники РСФСР (1949). Окончил Моск. ун-т в 1898 и ин-т инженеров путей сообщения в Петербурге в 1902. Проф. (с 1928) Моск. ин-та инженеров ж.-д. транспорта и др. ин-тов. С 1932 нач. кафедры Воен.-инж. академии им. В. В. Куйбышева. Осн. исследования в области свайных оснований (теория конич. свай), динамической устойчивости фундаментов, туннелей и гид-ротехнич. сооружений. Консультант ряда крупнейших строек СССР (Днепрострой, Моск. метрополитен, Магнитострой, высотные здания в Москве и др.). Награждён орденом Трудового Красного Знамени, 2 орденами Красной Звезды, а также медалями.

Соч.: Проектирование и расчет земляных работ, 3 изд., М. - Л., 1928; Основания и Фундаменты, М. -Л., 1940 (совм. с Н. Н. Богословским).

ДМОХОВСКИЙ Лев Адольфович [ок. 1850, Петерб. губ.,- 21. 12. 1881 (2. 1. 1882)], русский революционер, народник. Из мелкопоместных дворян. Окончил Технологич. ин-т в Петербурге. Один из активнейших чл. кружка А. В. Долгушина. Печатал прокламации в подпольной типографии под Москвой и распространял их среди крестьян. Арестован 27 сент. 1873 и 15 июля 1874 приговорён к 10 годам каторги. Содержался в Новобелгородском централе. В 1880 отправлен на Кару. Умер по дороге на Кару в Иркутской тюрьме.

Лит.: Итенберг Б. С., Движение революционного народничества, М., 1965.

ДНЕВАЛЬНЫЙ, лицо суточного наряда в воинской части. Назначается из солдат для охраны оружия, боеприпасов и имущества подразделений, поддержания внутр. порядка и чистоты в помещениях, а также для выполнения установленного распорядка дня. Д. подчиняется дежурному по подразделению. Для несения службы Д. вооружается штыком (армейским ножом) в ножнах. В воинской части обычно назначаются Д. по роте (батарее), мед. пункту и по парку боевых и трансп. машин. Обязанности Д. определяются Уставом внутренней службы Вооружённых Сил Союза ССР.

ДНЕВНИК, подневные записи одного лица или коллектива, ведущиеся синхронно событиям их жизни (ср. Мемуары). Внешняя-, но более других обязательная примета Д. - обозначение дат. Реальные Д. (впервые получившие широкое распространение в Англии 17 в.) могут рассматриваться как род исторических, историко-биографич. или историко-куль-турных документов: напр., судовой Д. мореплавателя Дж. Кука, лицейский Д. декабриста В.К. Кюхельбекера, Д. цензора А. В. Никитенко, публициста А.С. Суворина, многочисл. писательские Д. (В. Скотта, Стендаля, бр. Гонкур, Т. Г. Шевченко, Л. Н. Толстого и др.).

Д. может выступать также как форма художеств, повествования. В рус. и европ. лит-ре 18 в. сентиментализм, возбудивший интерес к внутр. миру личности, культивирует Д. как форму "самонаблюдения"; "Сентиментальное путешествие" Л. Стерна, "Письма русского путешественника" Н. М. Карамзина оформлены как дорожные Д. В 19 в. писатели передают дневниковую форму повествования вымышл. герою ради углублённого исследования "истории души человеческой" (М. Ю. Лермонтов); напр., "Журнал Печорина" в "Герое нашего времени". При этом возникают возможности стилизации, сложной речевой игры, связанной со всё большим отделением автора от персонажа ("Записки сумасшедшего" Н. В. Гоголя). Реалисты 19 в. прибегают к жанровым разновидностям, близким к художеств. Д. - "запискам" ("История вчерашнего дня" Л. Н. Толстого), "письмам" ("Бедные люди" Ф. М. Достоевского), "исповеди" (тетрадь Ипполита в романе Достоевского "Идиот"). Образцы использования формы Д. в сов. лит-ре: "Дневник Кости Рябцева" Н. Огнева, "Деревенский дневник" Е. Дороша. Среднее место между Д.как документом и Д. как лит. жанром занимают писательские Д., заранее предназначенные для опубликования ("Дневник" Ж. Ренара, "Опавшие листья" В. В. Розанова, "Ни дня без строчки" Ю. К. Олеши и др.); автобиографизм обдуманно сочетается в них с широтой наблюдений и размышлений. "Дневник писателя" Достоевского (70-е гг. 19 в.), обращённый к совр. читателю, - образец использования формы Д. в сфере худож. публицистики. Иногда худож. интерес приобретают Д. "частных лиц", благодаря искренности и правдивости ("Дневник Анны Франк", "Дневник Нины Костериной"). И. Б. Воскресенская.

ДНЕВНОЕ КИНО, демонстрация кинокартин при дневном или искусств, освещении мест зрителей. Условно к Д. к. относятся киноустановки, к-рые позволяют иметь приемлемую по качеству проекцию при горизонтальной освещённости мест зрителей выше 30-50 лк. При освещённости 3-5 лк кинопоказ наз. сумеречным. Для Д. к. применяется обычная кинопроекционная аппаратура. От попадания постороннего света экран защищается со стороны проектора и со стороны зрителей. Различают 2 осн. вида киноустановок Д. к.: "на просвет" и "на отражение". Применение Д. к. в учебном процессе даёт возможность одновременно производить записи и зарисовки, сочетать показ фильма с использованием наглядных пособий. Установки Д. к. применяют также на демонстрационных выставочных стендах и для рекламы.

ДНЕВНЫЕ ХИЩНЫЕ ПТИЦЫ, отряд птиц; то же, что хищные птицы.

ДНЕПР (укр. Днiпро, др.-греч. Borysthenes - Борисфен), вторая после Волги по длине и площади бассейна река Европ. части СССР. Дл. 2200 км (до постройки водохранилищ 2285 км), пл. басс. 504 000 км2. Берёт начало с Валдайской возв. Протекает по терр. РСФСР (485 км), затем БССР (595 км и по границе последней с УССР - 115 км), а далее до устья течёт в пределах УССР. Впадает в Днепровский лиман Чёрного м.

Физико-географическая справка. Д. делится на 3 части: верхнее течение от истока до Киева (1320 к ч), среднее - от Киева до Запорожья (555 км) и нижнее-от Запорожья до устья (325 км). Верх, течение лежит в области избыточного и достаточного увлажнения (лесная зона), среднее - неустойчивого (зоны лесостепи и степи), нижнее - недостаточного увлажнения (зона степи). В верховьях (от истока до г. Дорогобужа) течёт к низменных, частично заболоченных и покрытых преим. сосновыми, местами берёзовыми или еловыми лесами берегах, ниже (до г. Шклова) - среди холмистой местности; долина реки здесь узка (0,5-1 км), пойма местами отсутствует. В районе неск. выше г. Орши находятся Кобе-лякские пороги. На участке Могилёв - Киев долина реки становится более широкой, пойма достигает 14 км ширины и обычно покрыта заливными лугами, зарослями кустарников, сосново-широколиств. лесами. В верх. течении Д. принимает: Друть, Березину, Припять - справа; Сож, Десну - слева. Почти на всём протяжении ср. течения долина широкая (6-18 км), характеризуется наличием древних террас (особенно по левобережью). Прав, берег возвышен и круто обрывается к реке. Средний и ниж. Д. (от устья Припяти до Каховки) представляет собой цепь следующих друг за другом водохранилищ (Киевское, Кременчугское, Днепродзержинское, Днепровское и Ка-ховское), только ниже г. Днепродзержинска сохранился небольшой участок естеств. русла. В районе ср. течения в Д. впадают: слева - Сула, Псёл, Ворск-ла, Самара; справа - Рось. В низовьях Д. протекает среди степей по Причерно-морской низм. Здесь в Каховское водохранилище впадают: справа - Базавлук и Ингулец, слева - Конка.

Питание Д. смешанное. Осн. сток формируется выше г. Киева. Гл. источник питания - снеговые воды; в верх, течении они составляют ок. 50%, подземные -27% и дождевые - св. 23% . Ниже роль снеговых вод возрастает, а дождевых резко уменьшается. Ср. расход у г. Киева 7000м3/сек, наибольший -25 000 м3/сек, наименьший - 200 м3/сек. Ср. годовой сток в устье 53 км3, в многоводный год 73 км3, в маловодный 24 км3; ср. расход 1670 м3/сек. За период весеннего половодья проходит 60-70%, а иногда и 80% годового стока; летом низкая межень; осенью (при выпадении дождей) и зимой (при оттепелях) паводки. Замерзает Д. в декабре; ср. сроки вскрытия: для верх. Д. - нач. апреля, для среднего - сер. марта, для нижнего - нач. марта.

Д. и его притоки являются осн. водными путями БССР и УССР. Река судоходна от устья до г. Дорогобужа на протяжении 1990 км. Гл. пристани и порты - Могилёв, Рогачёв, Жлобин, Киев, Канев, Черкассы, Кременчуг, Днепропетровск, Запорожье, Никополь, Херсон (см. Днепровского бассейна речные порты). Искусств, водными системами Д. соединяется с pp. басе. Балтийского м.: с Зап. Двиной -Березинской системой, с Неманом -Днепровско-Неманской, с Бугом - Дне-провско-Бугской. На реке созданы Киевская, Кременчугская, Днепродзер-жинская, Днепровская (см. Днепрогэс им. В. И. Ленина) и Каховская ГЭС, строится (1971) Каневская ГЭС (см. Днепровский каскад). Из Каховского водохранилища берут начало канал Д. -Кривой Рог и Северо-Крымский канал.

Историческая справка. Ещё в глубокой древности Д. становится важным торг, путём, связывающим области Прибалтики с Причерноморьем. По Д. шла торговля с античными колониями в Причерноморье. В связи с нашествиями кочевников (гуннов, болгар) значение Д. как торгового пути несколько ослабевает, но с 7 в. в процессе образования славянского Древ-нерус. гос-ва (см. также Путь "из варяг в греки") снова усиливается: на Д. возникают крупные города (Киев, Смоленск, Чернигов, Переяслав, Любеч, Вышгород). В результате монг.-тат. нашествия произошёл массовый отлив населения из ср. Поднепровья на С. и С.-В.; в 14-16 вв. Д. сохраняет своё торг, значение лишь в верх. и частью в ср. течении. В 16 в. на Д. ниже порогов возникает казачья община - Сечь Запорожская. Активизация ср. Поднепровья в хоз. обороте начинается с 17 в. в связи с ослаблением Крымского ханства. Присоединение в 18 в. Юж. Украины и Крыма к России восстановило роль Д. как крупного торг, пути, связывавшего Россию с Чёрным м., и привело к бурной колонизации края. Развитие пром-сти в 19 в. (Екатеринослав и др.) определило дальнейший рост значения Д., хотя существование порогов мешало сквозному движению судов по Д. Во время советско-польской войны 1920 (в апр. - мае) и борьбы с войсками Врангеля (авг. 1920) на Д. происходили крупные бои. В годы социалистич. строительства пороги на Д. были взорваны, и в 1932 построен Днепрогэс, что обусловило огромный рост роли Д. в экономике страны. Во время Великой Отечеств, войны 1941-45 на Д., являвшемся важным стратегич. рубежом, происходили крупные боевые действия в 1941 и особенно в 1943.

Битва за Днепр 1943. В 1943 на Д. развернулась одна из крупнейших битв Великой Отечественной войны 1941-45, к-рая делится на 2 этапа: 1-й - авг. -сент. 1943 и 2-й - окт. - дек. 1943.

Ещё в ходе Курской битвы 1943 Ставка Верховного Главнокомандования (ВГК) поставила задачу перед войсками Центр, (ген. армии К. К. Рокоссовский), Воронежского (ген. армии Н. Ф. Ватутин), Степного (ген. армии И. С. Конев), Юго-Зап. (ген. армии Р. Я. Малиновский) и Юж. (ген.-полк., затем ген. армии Ф. И. Толбухин) фронтов разгромить гл. силы врага на юж. крыле сов.-герм, фронта, освободить Левобережную Украину, выйти к Днепру и захватить плацдармы на его прав. берегу от Жлобина до Херсона. После провала наступления под Курском нем.-фаш. командование рассчитывало упорной обороной остановить наступление сов. войск на линии Велиж-Дорогобуж-Брянск - Сумы - pp. Северский Донец и Миус; одновременно по приказу Гитлера от 11 авг. было начато стр-во стратегич. оборонительного рубежа (т. и. "Восточного вала") по линии р. Нарва -Псков - Витебск- Орша -р. Сож - ср. течение Днепра - р. Молочная. Днепр с его высоким обрывистым прав, берегом составлял гл. часть "Восточного вала".

К нач. битвы за Д. на юго-зап. стратегич. направлении сов. войскам противостояла сильная группировка противника в составе 2-й армии из группы армий "Центр", 4-й танк., 8-й, 1-й танк, и 6-й армий группы армий "Юг" (ген.-фельдмаршал Э. Манштейн) - всего 1240 тыс. чел., 12 600 орудий и миномётов, ок. 2100 танков и штурмовых орудий и до 2000 самолётов. В составе сов. войск насчитывалось 2633 тыс. чел., св.51 200 орудий и миномётов, св. 2400 танков и само-ходно-арт. установок и 2850 самолётов. Битва за Д. началась на различных направлениях неодновременно и состояла из ряда объединённых общим замыслом операций фронтов и групп фронтов.

26 авг. войска Центр, фронта начали наступление, нанося гл. удар на Севск -Новгород-Северский. Враг оказывал упорное сопротивление. Наибольшего успеха добились войска 60-й армии на второстепенном направлении, к-рые продвинулись южнее Севска до 60 км и развернули наступление на Нежин. Нем.-фаш. войска, оборонявшиеся перед Воронежским фронтом, в ночь на 25 авг. начали отход из ахтырского выступа. Войска Воронежского фронта 25 авг. овладели Ахтыркой и развернули наступление на Полтаву, Кременчуг. Войска Степного фронта после освобождения Харькова (23 авг.) до конца августа вели бои западнее и юго-западнее его и, сломив сопротивление врага, продолжали наступление на Красноград - Верхнеднепровск. Наступление войск Юго-Зап. фронта в Донбассе, начавшееся ещё 13-16 авг., развивалось медленно. Однако оно сковало крупные силы врага и способствовало прорыву обороны противника на р. Миус войсками Юж. фронта, к-рые, перейдя в наступление 18 авг., 30 авг. освободили Таганрог. Это вынудило нем.-фаш. войска 1 сент. начать отвод части своих сил из Донбасса на 3. В этих условиях Ставка ВГК приняла решение сосредоточить осн. усилия войск на киевском и кременчугском направлениях.

В нач. сентября наступление развернулось на всей терр. Левобережной Украины. Не имея сил сдержать натиск сов. войск, нем.-фаш. командование приняло решение на общий отход к Д., применяя тактику выжженной земли. Сов. войска неотступно преследовали противника, в его тылу активную борьбу развернули партизаны. Войска Центр, фронта, развивая наступление, форсировали р. Десна, вышли к Д. у устья Припяти и форсировали его в ночь на 21 сент. соединениями 13-й армии. Войска Воронежского фронта к исходу 21 сент. достигли Д. в р-не Великого Букрина и форсировали его соединениями 3-й гвард. танк, армии. Войска лев. крыла Степного фронта 23 сент. вышли к Д. (7-я гвард. армия). Войска Юго-Зап. фронта освободили Донбасс и 22 сент. отбросили противника к Д. на участке Днепропетровск, Запорожье, а 25 сент. силами 6-й армии форсировали Д. Войска Юж. фронта вышли к р. Молочной К концу сент. войска 4 фронтов вышли к Д. от Лоева до Запорожья, преодолели наиболее укреплённую часть "Восточного вала" и захватили 23 тактич. плацдарма на правом берегу Д.

На 2-м этапе битвы за Д. развернулась борьба за расширение захваченных плацдармов. Сов. командование планировало освободить Киев, Днепропетровск, Кривой Рог и затем перейти к освобождению Правобережной Украины, а также разгромить врага на рубеже р. Молочной, освободить Сев. Таврию и создать условия для освобождения Крыма. Наступление войск Воронежского (с 20 окт. 1-го Укр.) фронта на киевском направлении началось 12 окт. и завершилось 6 нояб. освобождением Киева (см. Киевская наступательная операция 1943). Войска фронта продолжали наступление на Коростень, Житомир, фастов и отразили контрнаступление противника, начатое 15 нояб. На прав. берегу Д. в р-не Киева был создан важный стратегич. плацдарм протяжённостью св. 500 км по фронту. Одновременно войска 2-го, 3-го и 4-го Укр. (до 20 окт. Степного, Юго-Зап. и Южного) фронтов вели упорные бои на кировоградском и криворожском направлениях и в Сев. Таврии. В ходе 3-месячных боёв войска 2-го и 3-го Укр. фронтов ликвидировали запорожский плацдарм противника на лев. берегу Д., 14 окт. освободили Запорожье, а 25 окт. Днепропетровск. Войска 4-го Укр. фронта, начав наступление 26 сент., прорвали оборону на р. Молочной, 23 окт. освободили Мелитополь и вышли к низовьям Д. и Перекопскому перешейку. В ходе дальнейшего наступления сов. войска захватили к кон.
1943 на прав, берегу Д. 2-й плацдарм стратегич. значения в р-не Кременчуга, Пятихаток, Днепродзержинска протяжённостью по фронту до 450 км. В результате битвы за Д. вражеский план стабилизации фронта на Д. был сорван. Успеху сухопутных войск во многом содействовала авиация, значит. помощь при форсировании Д. оказали партизаны. Благодаря успешному завершению битвы за Д. были созданы условия для освобождения Правобережной Украины и Крыма. В этой битве войска проявили массовый героизм, 2438 воинов удостоены звания Героя Сов. Союза за форсирование Д.

Илл. см. на вклейке, табл. XV (стр. 176-177).

Лит.: Давыдов Л. К., Гидрография СССР, т. 2, Л., 1955; Мирошниченко Б. А., По Днепру (Путеводитель), М., 1967; Лапоногов А. Н., По Днепру (Путеводитель), М., 1970; 50 лет Вооруженных Сил СССР, М., 1968; История Великой Отечественной войны Советского Союза. 1941 - 1945, 2 изд., т. 3, М., 1964; Уткин Г. М., Штурм "Восточного вала", М., 1967. Г. А. Колтунов.

БИТВА ЗА ДНЕПР (август-декабрь 1943 г.)



ДНЕПРОВСКАЯ ВОЕННАЯ ФЛОТИЛИЯ. Впервые создана в 1737 под команд, вице-адм. Н. А. Сенявина. Состояла из мелких судов и поддерживала рус. войска во время рус.-тур. войн 18 в., просуществовала до 1789.

В марте 1919 для содействия Красной Армии в боях с петлюровцами и белогвардейцами на Днепре создано неск. отрядов судов, объединённых в авг. 1919 в Д. в. ф., к-рая успешно участвовала в боях и особенно отличилась во время Киевской операции 1920; в том же году расформирована.

В окт. 1925 в Киеве создан отряд судов, переформированный в июне 1931 в Д. в. ф., к-рая в 1939 участвовала в освободит, походе в Зап. Украину и Зап. Белоруссию. В июне 1940 расформирована и её корабли вошли в состав Дунайской воен. флотилии и вновь созданной Пинской воен. флотилии (командующий контр-адм. Д. Д. Рогачёв), имевшей в своём составе 17 мониторов и канонерских лодок, 22 бронекатера, 19 сторожевых кораблей и др. В нач. Великой Отечеств, войны 1941-45 Пинская флотилия приняла активное участие в боевых действиях в Полесье, под Бобруйском, Гомелем, Кременчугом и в обороне Киева. Большинство кораблей флотилии погибло в боях, остальные были взорваны в сент. 1941. После выхода сов. войск на Днепр в сент. 1943 Д. в. ф. была воссоздана (командующий капитан 1-го ранга В. В. Григорьев) и с окт. 1943 действовала на pp. Припять, Березина, Днепр, Зап. Буг, Висла, Одер и Шпре, поддерживая огнём сухопутные войска, высаживая десанты, обеспечивая переправы. К нач. 1945 насчитывала ок. 130 кораблей (в т. ч. 6 канонерских лодок, 34 бронекатера, 16 сторожевых кораблей, 4 миномётных катера, 9 плавучих батарей). Награждена орденом Красного Знамени (1944) и орденом Ушакова 1-й степени (1945). После войны расформирована.

Лит.: Вьюненко Н. П., Мордвинов Р. Н., Военные флотилии в Великой Отечественной войне, М., 1957; Локтионов И. И., Пинская и Днепровская флотилии в Великой Отечественной войне, М., 1958.

ДНЕПРОВСКИЙ КАСКАД, каскад электростанций на р. Днепре. Проектная мощность 6 ГЭС каскада ок. 3780 Мет (с учётом начатого расширения Днепрогэса), среднегодовая выработка энергии 9,8 млрд. квт*ч. Верх, ступенью каскада является Киевская ГЭС, введённая в действие в 1968. Её полная мощность (вместе с гидроаккумулирующей электростанцией - Г АЭС) 551 Мвт. Строится (1971) 2-я ступень - Каневская ГЭС (420 Мвт). 3-я - Кременчугская ГЭС (625 Мвт) пущена в 1960. 4-я - Днепро-дзержинская ГЭС (352 Мвт) пущена в 1964. 5-я - Днепрогэс им. В. И. Ленина (650 Мвт) введена в действие в 1932, 6-я ступень - Каховская ГЭС (351 Мвт) пущена в 1956. С 1969 сооружается Днепрогэс II мощностью 828 Мвт в основном для покрытия пиков электропотребления в энергосистеме. Все ГЭС каскада входят в состав Единой энергетич. системы Ев-роп. части СССР. Создание крупных водохранилищ при Д. к. позволило осуществить годичное регулирование стока Днепра и использовать его для электроснабжения, водного транспорта, орошения земель юга Украины и сев. части Крымского п-ова и улучшения водоснабжения пром. районов Криворожья и Донбасса.

В. Ю. Стеклов.

ДНЕПРОВСКИЙ ЛИМАН, залив сев.-зап. части Чёрного м. у берегов УССР. Вдаётся в сушу на 55 км. Шир. 7,4-16,7 км. Глуб. ок. 5 м. На 3. отгорожен от моря низкой песчаной Кинбурнской косой. Соединяется с Чёрным м. проливом шир. 4,3 км. Вода солоноватая. Зимой замерзает. В Д. л. впадают pp. Днепр и Юж. Буг.

ДНЕПРОВСКИЙ МЕТАЛЛУРГИЧЕСКИЙ ЗАВОД им. Ф. Э. Дзержинского, крупный металлургич. завод СССР в г. Днепродзержинске Днепропетровской обл. УССР. Построен в 1887-89 Южно-Русским днепровским металлургич. об-вом. Накануне 1-й мировой войны 1914-18 был самым крупным металлургич. заводом России, им тогда выпускалось 13-14% всего производимого в стране чугуна, стали и проката. Рабочие завода активно участвовали в революц. движении, неоднократно бастовали. С оружием в руках они защищали Родину в период Гражданской войны и воен. интервенции 1918-20. В 1919 рабочие построили 2 крупных бронепоезда -"Советская Россия" и "Советская Украина". После длительной консервации Д. м. з. был вновь введён в действие в апр. 1925. За годы довоен. пятилеток завод подвергся коренной реконструкции. Были построены 3 крупные полностью механизированные доменные печи, агломерац. ф-ка, новый мартеновский цех, мощный блюминг и универсальный стан. Старые цехи и агрегаты значительно модернизированы. В годы Великой Отечеств, войны 1941-45 нем.-фаш. оккупанты причинили заводу огромный ущерб. После их изгнания (1943) завод был восстановлен и к 1951 достиг своей довоенной мощности, затем расширен и реконструирован. Выпуск продукции систематически увеличивается. Завод награждён орденом Ленина (1966). Т. И. Тарасенко.

ДНЕПРОВСКО-БУГСКИЙ КАНАЛ, соединяет р. Пина (приток Припяти; басе. Днепра) с р. Мухавец (приток Буга; басе. Вислы). Дл. 196 км (канализованная часть р. Пина -74 км, водораздельная часть канала - 58 км; канализованная часть р. Мухавец - 64 км).

Работы по сооружению Д.-Б. к. начались в 1775, но вскоре были заброшены, строительство возобновлено в 1837, осн. работы произведены в 1846-48. С захватом в 1919 Зап. Белоруссии панской Польшей канал был разрушен. После воссоединения Зап. Белоруссии с БССР канал восстановлен и введён в эксплуатацию. Во время Великой Отечеств, войны 1941 -1945 гидросооружения канала были разрушены; в 1945-46 канал восстановлен и реконструирован. Канал тупиковый, выхода на р. Буг не имеет (в устье Мухав-ца - глухая плотина для подпора воды), движение судов до г. Бреста. Перевозятся гл. обр. жел. руда (на экспорт с перегрузкой в Бресте на ж. д.), лес, минеральные строит. материалы.

ДНЕПРОВСКОГО БАССЕЙНА РЕЧHЫE ПОРТЫ, основные воднотранспортные центры, организующие перевозки грузов и пассажиров по Днепру и его притокам, связывающим пром. и с.-х. районы УССР и частично БССР с приречными пунктами бассейна, и перевалку грузов на жел. дороги и с жел. дорог. С 1967 перевозки в бассейне осуществляются и на судах смешанного типа, могущих заходить в порты Дуная, Чёрного, Азовского и Средиземного морей.

Начало портового стр-ва в бассейне относится к 1899 - времени сооружения гавани у Киева. До 1-й мировой войны 1914-18 стр-во портов в Киеве, Екатери-нославе (Днепропетровск) и Херсоне под рук. Киевского округа путей сообщения шло медленно. Перегрузочных механизмов, кроме нескольких плавучих зерноперегружателей в Херсоне, не было. Грузовые работы производились вручную. С созданием на Днепре гос. пароходства (1922) началось интенсивное портово-пристанское стр-во. Доля механизированных грузовых работ в 1940 составила 2/3 от всех перегрузочных операций в бассейне. Были построены каменные склады, бетонированные грузовые площадки, речные вокзалы в крупных пунктах; для причала пассажирских судов использовались дебаркадеры. В годы Великой Отечеств, войны 1941-45 фашистские захватчики разрушили причалы, склады, перегрузочные механизмы. После войны заново сооружены речные порты в Черкассах, Кременчуге, Днепродзержинске, Никополе, капитально реконструированы в Киеве, Днепропетровске, Херсоне. Построены вокзалы в Черкассах, Днепропетровске, Запорожье, Херсоне, а в 1959 в Киеве. Средствами портов охвачено по сухогрузам 85,6% общего объёма грузооборота портов, 13,6% - средствами грузовладельцев (1970). Комплексная механизация груз, операций в 1970 достигла 97,6%. Киевский, Днепропетровский и Запорожский порт им. В. И. Ленина являются перевалочными для грузов, отправляемых с жел. дороги на воду (и обратно) по одному трансп. документу. Уд. вес перевалок по бассейну составил во всей грузопереработке 29,8% в 1970. Д. б. р. п. имеют для местных перевозок приписной флот. После окончания стр-ва в 9-й пятилетке Каневского гидроузла порт Киев и все лежащие ниже по Днепру порты смогут принимать суда с осадкой до 3,65 м (в т. ч. и морские).

Киевский порт расположен на прав, берегу Днепра, в 872 км от устья Днепра. Это крупнейший порт в бассейне по объёму грузовых операций. Отправляет кварциты, пром. и прод. грузы; принимает уголь, минерально-строит. материалы, шлаки, зерно, овощи и бахчевые, тарно-штучные грузы. Здесь начало мн. транзитных пассажирских линий. Приписной флот перевозит 4,54 млн. пассажиров в год (1970).

Черкасский порт - на прав, берегу Кременчугского водохранилища, в 663 км от устья. Кременчугский порт - на лев. берегу, в нижнем бьефе Кремгэс, в 549 км от устья. Днепродзержинский порт - на прав, берегу, в нижнем бьефе Днепродзержин-ского водохранилища, в 437 км от устья. В грузообороте названных трёх портов осн. место занимают минерально-строит. материалы, металлолом, шлаки и пр. грузы.

Днепропетровский порт находится в 399 км от устья. Порт отправляет уголь, минерально-строит. материалы; принимает кварциты, плодоовощи и пр. грузы. Два участка порта расположены на прав. берегу, где производятся операции гл. обр. со штучными грузами, и один участок - на лев. берегу (переработка массовых грузов).

Запорожский порт им. В. И. Ленина введён в действие в 1932, одновременно с Днепрогэсом. Находится на лев. берегу, в 312 км от устья. Осн. грузы в отправлении - жел. руда, переваливаемая с жел. дороги и идущая по реке через Брест (БССР) на экспорт, уголь и угольная шихта, отправляемая в Херсон, Николаев и дальше на экспорт; в прибытии - бокситы (импортные), к-рые переваливаются в Херсоне или Николаеве с морских судов на речные. В 1970 грузы порта направлялись в морские порты Ялта, Феодосия, Ильичёвск, Скадовск (минерально-строит. материалы), Измаил (шихта).

Херсонский порт (до 1946 -пристань) - на прав, берегу Днепра, в 28 км от устья, на стыке речных и морских путей. Отправляет бокситы, овощи и бахчевые, пром. и прод. товары; принимает уголь, минерально-строит. материалы, зерно и пр. По количеству перевозимых пассажиров (6,17 млн. пассажиров в 1970) порт занимает 1-е место в бассейне. Н.Х. Заика, Б. А. Мирошниченко.

ДНЕПРОВСКОЕ, посёлок гор. типа в Верхнеднепровском р-не Днепропетровской обл. УССР, в 8 км от ж.-д. ст. Верхнеднепровск (на линии Днепропетровск - Пятихатки). Крахмало-паточ-ный комбинат.

ДНЕПРОВСКОЕ ВОДОХРАНИЛИЩЕ, озеро им. В. И. Ленина, водохранилище, образованное в 1932 плотиной Днепровской ГЭС на Днепре, на терр. Запорожской и Днепропетровской обл. УССР. Пл. 420 км2, объём 3,3 км3, дл. 170 км, макс. шир. 3,5 км, ср. глуб. 8,2 м. Д. в. делится на 2 части: верхнюю "речную", между Днепродзержинском и Днепропетровском (80 км), и нижнюю "озёрную", между Днепропетровском п Днепрогэсом (90 км). Сооружение Д. в. позволило создать условия для сквозного судоходства по Днепру от устья до Киева и выше. На берегах Д. в. расположены гг. Запорожье, Днепропетровск и Днепродзержинск.

ДНЕПРОВСКОЕ ОЛЕДЕНЕНИЕ, максимальное из оледенений Вост.-Европ. равнины, покрывавшее большую её часть в ср. плейстоцене. Льды Д. о. растекались от двух центров: главного, занимавшего Скандинавию и Финляндию, и дополнительного, охватывавшего Полярный Урал и Новую Землю. В Европ. части СССР ледники спускались на Ю. двумя гигантскими языками - днепровским, продвигавшимся по Приднепровской низм. до широты совр. г. Днепропетровска (ок. 48° 30' с. ш.), и донским, двигавшимся по Окско-Донской равнине до устья р. Медведица (ок. 49° 35' с. ш.). Среднерусская возв., разделявшая оба языка, покрывалась льдами частично только севернее г. Орла. Восточнее юж. граница оледенения уходила на С. вдоль зап. склонов приволжской возв. и пересекала Урал немного южнее 60° с. ш. В течение Д. о. (днепровского ледниковья) возникли отложения, объединяемые в днепровский горизонт. Д. о. соответствует заальскому оледенению Зап. Европы и самаровскому оледенению Зап. Сибири. Обычно его сопоставляют с рисским оледенением Альп, но сов. геолог А. И. Москвитин за эквивалент Д. о. принимает более древнее миндельское оледенение Альп. Нек-рые сов. учёные (И. П. Герасимов, К. К. Марков и др.) включают в состав Д. о. в качестве его крупной стадии также более позднее московское оледенение. См. также Антропогеновая система (период). Е. В. Шанцер.

ДНЕПРОГЭС им. В. И. Ленина, гидроэлектростанция на р. Днепре, у г. Запорожья, ниже днепровских порогов. Построена по плану ГОЭЛРО. Установленная мощность ГЭС 650 Мвт. Среднегодовая выработка энергии 3,64 млрд. квт.* ч.

Строительство Д. начато в 1927, первый агрегат пущен в мае 1932, торжественное открытие состоялось 10 окт. 1932. В 1939 Д. достиг проектной мощности 560 Мвт. В состав гидроузла входят: здание ГЭС дл. 236 м и шириной 70 м, расположенное на прав. берегу, с машинным залом, в к-ром размещены 9 вертикальных гидроагрегатов по 72 Мвт; щитовая стенка дл. 216 м, водосливная криволинейная плотина дл. по гребню 760 м, наибольшей строительной высотой 60 м; глухая плотина дл. по гребню 251 м.

Днепрогэс им. В. И. Ленина.

Машинный зал Днепрогэса.

Судоходные сооружения на лев. берегу включают аванпорт в верх. бьефе, трёхкамерный шлюз и низовой подходный канал. ГЭС автоматизирована, оборудована телеуправлением, телеизмерением и телесигнализацией основного оборудования. Напорный фронт общей дл. 1200 м образует Днепровское водохранилище.

Стр-во Д. осуществлялось с огромным трудовым энтузиазмом. Д. явился школой для сов. гидроэнергетиков. На основе дешёвой электроэнергии был создан Запорожский пром. комплекс. Днепровские пороги были затоплены и обеспечено сквозное судоходство по Днепру. В годы Великой Отечеств, войны Д. был разрушен. В 1944 началось восстановление. Д. был пущен в 1950, при этом его мощность возросла на 16% против довоенной. Д. входит в Единую энергетич. систему Европ. части СССР и снабжает электроэнергией Приднепровье, Донбасс и Кривой Рог. В 1969 начато расширение гидроузла стр-вом Днепрогэса II мощностью 828 Мет, к-рое в комплексе с судоходным шлюзом должно быть закончено до 1975. Награждён орденом Трудового Красного Знамени (1939). В. Ю. Стеклов.

ДНЕПРОДВИНСКАЯ КУЛЬТУРА, культура раннего железного века, распространённая в 7-6 вв. до н. э. - 3 в. н. э. в смоленском Поднепровье, белорус. Подвинье и районе Себежских озёр. Для Д. к. характерны большие городища с неск. валами. Жилища наземные столбовой конструкции (ранние - длинные многокамерные, более поздние - небольшие прямоугольные с открытыми очагами). Первоначально орудия труда и оружие делали из кости и бронзы, позже - и из железа. Характерные украшения -бронзовые посоховидные булавки и серьги в виде полого конуса с крючком. Керамика - гладкостенная, слабо профилированная. Население занималось лесным скотоводством, отчасти земледелием (на ранних этапах значительна роль охоты) и поддерживало связи с соседними балтскими и финно-угорскими племенами.

Лит.: Третьяков П. Н., Финно-угры, балты и славяне на Днепре и Волге, М.-Л., 1966; Седов В. В., Культура Днепро-двинского междуречья в конце 1 тысячелетия до н. э., "Советская археология", 1969, № 2.

ДНЕПРОДЗЕРЖИНСК (до 1936 - Каменское), город в Днепропетровской обл. УССР. Порт на Днепре (см. Днепровского бассейна речные порты). Ж.-д. станция. 227 тыс. жит. в 1970 (40 тыс. жит. в 1913; 148 тыс. жит. в 1939). Д. -один из крупных индустриальных центров УССР. Главные отрасли пром-сти: металлургич. (Днепровскгш металлургический завод им. Дзержинского, выпускающий чугун, сталь, прокат), машино-строит. (вагоностроит. з-д и др.), хим. и коксохим. (хим. комбинат, коксохим. з-ды) и пром-сть стройматериалов (цементный, сборного железобетона з-ды). Предприятия пищевой пром-сти. В Д. индустриальный ин-т, 6 техникумов (в т. ч. металлургии., энергетич., индустриальный), мед., муз. училища. Музей истории города. Вблизи Д. - Днепро-дзержинская ГЭС. Известен с 1750.

ДНЕПРОДЗЕРЖИНСКОЕ ВОДОХРАНИЛИЩЕ, водохранилище, образованное в 1963-65 плотиной Днепродзержинске ГЭС на р. Днепре, на терр. Днепропетровской, Кировоградской и Полтавской обл. УССР. Пл. 567 км2, объём 2,45 км3, дл. 140 км, наибольшая шир. 20 км, ср. глуб. 4, 3 м. На месте устьевых участков pp. Ворскла, Псёл и др. образовались большие заливы. Уровень водохранилища практически поддерживается на одной отметке. Д. в. осуществляет суточное регулирование стока. На берегах Д. в. расположены гг. Кременчуг, Верхне-днепровск.

ДНЕПРОДОНЕЦКАЯ КУЛЬТУРА, культура охотничье-рыболовческих племён эпохи неолита, распространённая на Ср. Поднепровье, лесостепном левобережье УССР и в Полесье БССР во 2-й пол. 5-го - 3-м тыс. до н. э. Представлена поселениями и могильниками. В поселениях обнаружены остатки углублённых в землю жилищ, хоз. ямы, следы открытых кострищ.

Глиняные сосуды днепродонецкой культуры (село Бузьки).

Днепродзержинск. Монумент "Прометей".

Гранит, бетон, чугун. 1923. Архитектор и скульптор А. Я. Сокол. Восстановлен в 1965.

Найдены орудия труда из кремня и камня: топоры, наконсчникп стрел и копий, ножи, скребки и др. Характерная керамика - горшки, преим. остродонные, украшенные гребенчато-на-кольчатым орнаментом. Могильники коллективные (до неск. десятков захоронений в одной яме). В погребениях, засыпанных красной охрой, положены орудия труда и украшения из камня, кости, ракушек, изредка - из металла (медь, золото).

Лит.: Т е л е г i н Д. Я., Дншро-до-нецька культура, К., 1968.

ДНЕПРОПЕТРОВСК (до 1926 - Екатеринослав), город, центр Днепропетровской обл. УССР. Порт на Днепре (см. Днепровского бассейна речные порты). Осн. часть Д. расположена вдоль Днепра на возвышенном прав, берегу, меньшая (Амур-Нижнеднепровский р-н и др.)-на левом. Ж.-д. узел. 882 тыс. жит. в 1971 (ИЗ тыс. в 1897; 233 тыс. в 1926; 660 тыс. в 1959). На основе роста Д. и его территориальных взаимосвязей с окружающими районами образовалась Днепропетровске-Днепродзержинская гор. агломерация (1,3 млн. жит.), протянувшаяся на десятки км вдоль Днепра и р. Самара до г. Новомосковска. Город делится на 6 районов.

Город основан в 1783. Промышленное развитие началось со строительством в 1884 ж. д. Донбасс - Кривой Рог; в 1887 пущена домна Александровского (ныне им. Г. И. Петровского) з-да, в 1889 построен трубопрокатный з-д. В 1890 возник марксистский кружок; в 1897 был создан "Союз борьбы за освобождение рабочего класса" (организаторы И. В. Бабушкин, П. А. Морозов и др.), преобразованный после 1-го съезда РСДРП (1898) в Екате-ринославский с.-д. к-т. Массовые выступления рабочих были в 1898, 1901, 1902, 1903. Рабочие Д. активно участвовали в Революции 1905-07. Они создали Совет рабочих депутатов, Боевой стачечный к-т (во главе с Г. И. Петровским), к-рый руководил в октябре 1905 всеобщей забастовкой, переросшей в дек. в вооруж. восстание. Рабочий р-н Чечелевка был занят восставшими до 27 дек. 1905. В 1912 депутатом в 4-ю Гос. думу от

Гбочих города был выбран большевик И. Петровский. Сов. власть устагов-лена 29 дек. 1917 (11 янв. 1918). В 1926 Екатеринослав переименован в честь Г. И. Петровского в Д. В годы Великой Отечеств, войны 1941-45 Д. с 25 авг. 1941 по 25 окт. 1943 был оккупирован нем.-фаш. захватчиками и разрушен. Восстановлен в первые послевоен. годы.

Современный Д. - крупный центр тяжёлой пром-сти угольно-металлургич. р-на УССР. Гл. отрасли пром-сти: чёрная металлургия, машиностроение, хим., а также пром-сть стройматериалов. Развитие пром-сти базируется на мощной энергетике (Приднепровская и др. ГРЭС, система Днепроэнерго), на рудном сырье Криворожья, донецком и местном угле, газе Шебелинки, а также на продукции окружающих с.-х. р-нов.

За годы Сов. власти в Д. построено и реконструировано много крупных предприятий: металлургич. з-ды им. Г. И. Петровского, им. Коминтерна, трубопрокатные им. В. И. Ленина, им. К. Лиокнехта, заводы металлургич. оборудования, металлич. конструкций, тяжёлых прессов, с.-х. машин, электровозов, станкостроит., радиозавод, машин для бум. производства, шинный (автопокрышки). Имеются предприятия стройиндустрии, деревообр., бум., пищ., лёгкой (кож.-обувные, трикот., швейные) и др. отраслей пром-сти.

Днепропетровск. Монумент Вечной Славы. 1967. Скульпторы В. И. Агибалов, М. Ф.Овсянкин, архитекторы А. Г. Максименко и др.

Город развивался на основе регулярного плана (1790, арх. И. Е. Старов) и застраивался зданиями в стиле классицизма (дворец Г. А. Потёмкина, 1787-89, И. Е. Старов; собор, 1830-35, проект А. Д. Захарова) и в кон. 19 - нач. 20 вв. эклектич. сооружениями (Гор. дума, доходные дома и т. д.). В сов. время реконструирован (пл. им. Ленинского комсомола, проспект К. Маркса), созданы новые жилые районы (в т. ч. Вузовский, 1959-65, Новомосковский, 1961-66, Западный, 1969-71, и др.), выстроены крупные обществ, здания. Памятники В. И. Ленину (бронза, гранит, 1957, скульпторы

М. К. Вронский, А. П. Олейник, арх. А. А.Сидоренко), студентам-героям (1968, скульпторы А. С. Сытник, К. В. Чеканев, В. И. Щедрова, арх. В. К. Нескромный).

Д. - один из крупных культурных центров Украины. Имеется 8 вузов (до Окт. революции - 1), в т. ч. ун-т, ин-ты: горный, металлургии., химико-технологич., инженеров ж.-д. транспорта, мед. и др., 25 средних спец. учебных заведений (в т. ч. механико-металлургич., ме-таллургич., автоматики и телемеханики, маш.-строит, и др. техникумы). Истори-ко-краеведч. и художеств, музеи, 4 театра (в т. ч. укр. драматич. им. Т. Г. Шевченко, рус. драматич. им. М. Горького).

Лит.: Швидковский О. А., Днепропетровск, М., I960; Шатров М. А., Город на трёх холмах. Книга о старом Екатерннославе, 2 изд., Днепропетровск, 1969; его же, Страницы каменной книги. 60 памятных мест Днепропетровска, Днепропетровск, 1969; Ватченко А. Ф., Шевченко Г. И., Днепропетровск. Путеводитель-справочник, Днепропетровск, 1970.

Л. М. Корецкий, С. К. Килессо.

ДНЕПРОПЕТРОВСКАЯ ОБЛАСТЬ, в составе Украинской ССР. Образована 27 февр. 1932. Расположена в юго-вост. части Украины, в басе. ср. и ниж. течения Днепра. Пл. 31,9 тыс. км2. Нас. 3382 тыс. чел. (1971). В Д. о. 20 адм. р-нов, 19 городов, 56 пос. гор. типа. Центр -г. Днепропетровск. (Карту см. на вклейке к стр. 368.)

Д. о. награждена 2 орденами Ленина (1958 и 1970).

Природа. Поверхность в основном равнинная. На 3. - сильно расчленённая Приднепровская возв. (вые. до 209 м). В юго-вост. части в пределы области заходят отроги Приазовской возв. (вые. до 211л). Центр, часть занята Приднепровской низм., переходящей на Ю. в Причерноморскую.

Климат умеренно континентальный. Ср. темп-pa января от -5 на Ю.-З. до -6,5 °С на С.-В.; июля - соответственно 23,5 и 22 °С. Осадков в год от 450 мм на С. до 400 мм на Ю. Продолжительность вегетационного периода 210 дней. Гл. водная магистраль - Днепр, пересекающий область с С.-З. на Ю.-В., делит её почти на равные части. Его правые притоки: Базавлук, Мокрая Сура, Ин-гулец (с притоком Саксагань); левые -Орель, Самара (с притоком Волчья). Судоходство по Днепру и в ниж. течении Самары. Преобладающие типы почв -чернозёмные и тёмно-каштановые, по долинам рек луговочернозёмные и опод-золенные.

Днепропетровск. Привокзальная площадь с вокзалом (1947 - 50, архитектор А. Н. Душкин).

Почти все степи распаханы. Леса (2,6% терр. области) из дуба, осины, берёзы, клёна приурочены гл. обр. к долинам крупных рек (ок. 1% из них занимают лесные полезащитные полосы). Из животных встречаются косуля, волк, лиса, заяц-русак, грызуны; из птиц - перепел, серая куропатка, полевой и степной жаворонки, утки, кулики и др.

Население. Д. о. населяют украинцы (74,5% в 1970), живут также русские (20,9%), евреи (2,1%), белорусы (1,4%) и др. Ср. плотность 106 чел. на 1 км2 (1971). Наиболее плотно заселены районы вдоль Днепра и магистральной ж. д., связывающей Донбасс с Кривым Рогом. На базе индустриального развития сложилась Днепропетровско-Днепро-дзержинская гор. агломерация (вдоль прав, берега Днепра на 60 км, вдоль левого - на 45 км), ср. плотность населения 260-280 чел. на 1 км2. В криворожском басе, сложилась Криворожская агломерация (ср. плотность населения ок. 300 чел. на 1 км2). Гор. население 2,6 млн. чел. (77% в 1971; в 1959 - 70% ). Крупные города: Днепропетровск, Кривой Рог, Днепродзержинск, Никополь, Павлоград, Новомосковск. За годы Сов. власти из сёл и посёлков выросли значит, индустриальные города и пром. центры: Днепродзержинск (б. Каменское), Марганец, Орджоникидзе, Жёлтые Воды, Верхне-днепровск, Ингулец и др. Основаны города-новостройки: Вольногорск, При-днепровск. Возникновение их связано с ростом добычи жел., марганцевой и др. руд, металлургии и электроэнергетики.

Хозяйство. Д. о. относится к числу наиболее индустриально развитых в УССР. Здесь сочетается мощная пром-сть (с ведущим значением электроэнергетики, металлургии и машиностроения) с крупным с. х-вом (особенно зерновым), ж.-д., автомоб., речным и др. видами транспорта. В связи с высоким уровнем урбанизации большое развитие получили гор. х-во, жилищное и культурное стр-во.

Пром. продукция в 1970 увеличилась в 8,8 раза против 1940 (в 2,3 раза против 1960). За годы социалистич. стр-ва, особенно в послевоенный период, в области создана мощная электроэнергетич. база (Приднепровская, Криворожская, Днепродзержинская и др. ГРЭС, а также Днепрогэс им. В. И. Ленина и Днепродзержинская ГЭС, объединённые в энергосистему Днепроэнерго), ставшая основой широкоразвитой добывающей пром-сти: железорудной (Криворожский железорудный бассейн), марганцево-рудной (Никопольское месторождение -одно из крупнейших в мире), угольной (зап. часть Донбасса) пром-сти и производства строит. материалов. В добывающих отраслях занято ок. 20% рабочих пром-сти (14% валовой пром. продукции). В 1970 добыча жел. руды составила 104 млн. m (более половины добычи жел. руды в СССР), марганцевой 5,2 млн. т.

Приднепровская ГРЭС.

Видное место в экономике области занимает чёрная металлургия (38% рабочих), дающая ок. 50% пром. продукции области (1970). В 1970 в Д. о. произведено (млн. т): чугуна 15,7, стали 16,8, проката 14,3. Чёрная металлургия представлена металлургич. з-дами: Криворожским им. В. И. Ленина (в 1967 введена печь № 8 объёмом 2700 м3), Днепровским им. Ф. Э. Дзержинского (Днепродзержинск), Днепропетровским им. Г. И. Петровского и трубопрокатными им. В. И. Ленина и им. К. Либкнехта, Никопольским южнотрубным, Новомосковским металлургическим. Цветная металлургия представлена Верхнеднепровским горно-металлур-гич. комбинатом.

В сочетании с металлургией развилось машиностроение. Валовая продукция машиностроения и металлообработки в 1970 выросла в 21 раз против 1940. Заводы: металлургич. оборудования, металлоконструкций, станкостроительные, прессов, тяжёлых бумагоделательных машин, с.-х. комбайнов, приборостроения и др. (Днепропетровск), горного оборудования (Кривой Рог), строит, машин (Никополь), вагоностроительный (Днепродзержинск).

Отрасли тяжёлой пром-сти размещаются в основном в трёх пром. узлах: Днепропетровске - Днепродзержинском (профилирующие отрасли- металлургия, машиностроение), Криворожском (железорудная, металлургич., машиностроит., стройматериалов), Никопольском (мар-ганцеворудная, машиностроит., стройматериалов). Формируется также молодой Павлоградский узел (машиностроит., угольная пром-сть).

Значительное развитие получила коксохим. и хим. пром-сть, особенно азотных удобрений (Днепродзержинск), лакокрасочных изделий и автомоб. шин (Днепропетровск), а также пром-сть стройматериалов и огнеупоров. Среди предприятий пищ. пром-сти выделяются: мукомольно-крупяная, масло-жировая (154 тыс. т растит. масла, 1970), мясная и молочная.

Сельское хозяйство характеризуется высокой товарностью зернового и мясомолочного животноводства со значит. возделыванием технич. культур, а также развитым садоводством. К нач. 1971 было 336 колхозов и 99 совхозов. Парк тракторов (в пересчёте на 15-сильные) в с. х-ве возрос с 16,3 тыс. (1961) до 35 тыс. (1971); осн. работы механизированы. Потребление электроэнергии в колхозах и совхозах за это время возросло в 3,4 раза, все они электрифицированы.

В земельном фонде с.-х. угодья составляют 80,5% (1970), в т. ч. под пашней 68,2%, сенокосами 0,7%, пастбищами 9,4%, садами и ягодниками 2,2%.

Вся посевная площадь составляет 2048,0 тыс. га (1970); зерновые культуры занимают 52,1% (озимая пшеница, ячмень, кукуруза), технические 13,7% (ведущие культуры - подсолнечник, сах. свёкла), картофель и овоще-бахчевые 5,3%, кормовые 28,9%. Вокруг пром. центров развито пригородное овощное и молочное х-во. Садоводством выделяются Криворожский, Широковский, Со-фиевский, Царичанский и др. р-ны. Водами Каховского и Днепродзержинского водохранилищ, а также канала Днепр -Кривой Рог орошается 122 тыс. га, в т. ч. полей 102 тыс. и 8,7 тыс. га садов. На начало 1971 в области насчитывалось (в тыс. голов): 1210,9 кр. рог. скота (в т. ч. коров 470,7), 1164,7 свиней, 464,3 овец и коз. Развито птицеводство, а также рыбоводство.

Д. о. имеет густую сеть жел. дорог (1550 км в 1970). Жел. дороги относятся к наиболее грузонапряжённым в СССР. Гл. магистрали соединяют Криворожский бассейн и Донбасс (Кривой Рог - Пя-тихатки - Днепропетровск - Красноар-мейск и линия Долинская - Никополь -Запорожье - Пологи и далее в Донбасс), а также Кривой Рог - Прикарпатье (через Цветково, Фастов). В ж.-д. транспорте преобладает отправление (59% ). Большое значение имеют также автомобильный (протяжённость в 1970 автодорог 8,9 тыс. км, в т. ч. с твёрдым покрытием - 4,1 тыс. км), речной по Днепру (крупные порты: Днепропетровск, Днепродзержинск, Никополь), трубопроводный (газопроводы: Шебелинка - Днепропетровск, Кривой Рог и Перещепино -Днепропетровск с отводами к городам и посёлкам).

Культурное строительство и здравоохранение. В 1970/71 уч. г. в 1644 обще-образоват. школах всех видов обучалось 585,5 тыс. уч-ся, в 60 проф.-технич. училищах - 29 тыс. уч-ся, в 70 ср. спец. уч. заведениях - 92,8 тыс. уч-ся. До Окт. революции на территории обл. был 1 ин-т. В 1970/71 уч. г. вД. о. имелось 11 вузов (в Днепропетровске-Днепропетровский университет, Днепропетровский горный институт, Днепропетровский металлургический институт, Днепропетровский химико-технологический институт, Днепропетровский институт инженеров железнодорожного транспорта, мед., инж.-строит., с.-х. ин ты, в Кривом Роге - горнорудный, пед., в Днепродзержинске - индустриальный ин-т), в к-рых обучалось 71,5 тыс. студентов. В 1970 в 1508 дошкольных учреждениях воспитывалось 162,4 тыс. детей. В Д. о. работали (на 1 янв. 1971) 1186 массовых библиотек (15,4 млн. экз. книг и журналов), 1020 клубных учреждений, 5 музеев - историч. и художеств, музеи в Днепропетровске, музей истории г. Днепродзержинска, краеведческие в Кривом Роге и Никополе, 5 театров, филармония, 1307 киноустановок.

Выходят обл. газеты "Зоря" ("Звезда", с 1917), комсомольская газ. "Прапор юности" ("Знамя юности", с 1921) на укр. яз., "Днепровская правда" (с 1938). Обл. радио и телевидение ведут передачи на укр. и рус. языках по 2 радио- и 2 телепрограммам, а также ретранслируют передачи из Киева и Москвы. Телецентр -в Днепропетровске.

1. Днепропетровский металлургический завод им. Г. И. Петровского. 2. Шинный завод. Цех вулканизации. 3. Добыча марганцевой руды в Грушевском карьере. 4. На криворожской шахте "Большевик". Рудник им. Коминтерна.

В Д. о. функционировало (на 1 янв. 1971) 267 больничных учреждений на 38,9 тыс. коек (11,5 койки на 1000 жит.); работали 10,1 тыс. врачей (1 врач на 336 жит.).

Лит.: Л а п к о М. В., Дншролетровська область, 2 вид., К., 1967; Народне господар-ство Украшськсц РСР в 1968 г., К., 1969; Корецький Л. М., Паламар-чук М. М., Географ1я промисловост! Л. М. Корецкий .

ДНЕПРОПЕТРОВСКИЙ ГОРНЫЙ ИНСТИТУТ им. Артёма, готовит инженерные кадры для горной пром-сти, геологоразведочной службы и по нек-рым общепром. специальностям. Осн. в 1899. В 1921 ин-ту присвоено имя Артёма; в 1930 из состава ин-та выделены Днепропетровские металлургич. и химико-технологич. ин-ты.

В составе ин-та (1971) ф-ты: горный, геологоразведочный, шахтостроительный, механико-машиностроит., электротехнич., вечерний, заочный и общетехнический (в г. Александрии Кировоградской обл.); подготовит, отделение; аспирантура; 41 кафедра, 90 лабораторий, в т. ч. 11 отраслевых; геологический музей; в библиотеке ин-та 600 тыс. тт. В 1970 в ин-те обучалось ок. 8 тыс. студентов, работало ок. 500 преподавателей, в т. ч. 3 профессора и доктора наук и 219 доцентов и кандидатов наук. С ин-том связана деятельность таких видных учёных, как А. Н. Бродский, А. Н. Динник, Д. П. Коновалов, В. П. Никитин, М. А. Павлов, Л. В. Писаржевский, Н. П. Семёненко, А. О. Спиваковский, Н. А. Стариков, А. М. Терпигорьев, В. И. Чернышёв, Л. Д. Шевяков и др. Ин-т имеет право принимать к защите кандидатские и докторские диссертации. За годы существования Д.г. и. подготовил ок. 22 тыс. инженеров. С 1905 издаются "Известия Днепропетровского горного ин-та", учебники, уч. пособия. Ин-т награждён орденом Трудового Красного Знамени (1949). А. А. Ренгевич.

ДНЕПРОПЕТРОВСКИЙ МЕТАЛЛУРГИЧЕСКИЙ ЗАВОД им. Г. И. Петровского (до 1917- Александровский Южно-Российский железоделательный и железопрокатный з-д Брянского