загляните на купон-скидку или справочники: окна kbe, окна veka, окна rehau, остекление балкона, остекление лоджии, изготовление окон, монтаж окон, остекление, производство окон, металлопластиковые окна, окна пвх, пластиковые окна, установка окон, стеклопакеты и евроокна.



ВСЁ О СТРОИТЕЛЬСТВЕ, ЖЕЛЕЗОБЕТОНЕ, БЕТОНЕ, АРХИТЕКТУРЕ И НЕ ТОЛЬКО...:
ОПРЕДЕЛЕНИЯ:

АСФАЛЬТИРОВАНИЕ, устройство асфальтобетонных покрытий на автомобильных дорогах, улицах, аэродромах и т. п. путём укладки и уплотнения асфальтобетонной смеси по предварительно подготовленному основанию. В зависимости от назначения покрытия асфальтобетонную смесь (асфальтобетон) укладывают в один или два слоя на основание из щебня, гравия (нежёсткое основание) или бетона (жёсткое основание). Нижний слой толщиной 4-5 см устраивают из крупно- или среднезерни-стой смеси с остаточной пористостью 5-10% ; верхний слой толщиной 3-4 см-из средне- или мелкозернистой смеси (остаточная пористость 3-5%). При тяжёлых нагрузках и интенсивном движении транспорта покрытия устраивают 3-4-слойными общей толщиной 12-15 см. АСФАЛЬТИРОВАНИЕ начинается с очистки основания от пыли и грязи механич. дорожными щётками и поливомоечными машинами, исправления неровностей основания, обработки его поверхности жидким битумом или битумной эмульсией. Асфальтобетонная смесь приготовляется в асфальтобетоно-смесителях на стационарных или полустационарных заводах (установках), доставляется на место автомобилями-самосвалами и загружается в приёмный бункер асфалътобетоноукладчика, к-рый укладывает, разравнивает и предварительно уплотняет смесь. Окончат. уплотнение осуществляется катками дорожными. .


КОММУНАЛЬНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО, отрасль строительства, занятая сооружением объектов, связанных с обслуживанием жителей городов, посёлков городского типа, районных сельских центров и населённых пунктов сельской местности. В числе этих объектов: системы водоснабжения и канализации с очистными сооружениями и сетями; сооружения городского электрического транспорта с путевым, энергетическим хозяйством, депо и ремонтными предприятиями; сети газоснабжения и теплоснабжения с распределительными пунктами, районными и квартальными котельными; электрические сети и устройства напряжением ниже 35 кв; гостиницы; городские гидротехнические сооружения; объекты внешнего благоустройства населённых мест, озеленения, дороги, мосты, путепроводы, ливнестоки; предприятия санитарной очистки, мусороперерабатывающие и др. Планомерное развитие КОММУНАЛЬНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА в СССР началось ещё в 1-й пятилетке и осуществлялось нарастающими темпами до начала Великой Отечеств, войны 1941-45. В годы 4-й пятилетки (1946-50) проводились работы по восстановлению объектов коммунального назначения, разрушенных во время нем.-фаш. оккупации. В последующие годы КОММУНАЛЬНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО велось высокими темпами в связи с бурным развитием промышленности, культуры, увеличением численности городов и посёлков городского типа .
ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО, теория и практика планировки и застройки городов (см. Город). ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО определяют социальный строй, уровень развития производственных сил, науки и культуры, природно-климатичие условия и национальные особенности страны. ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО охватывает сложный комплекс социально-экономических, строительно-технических, архитектурно-художественных, а также санитарно-гигиенических проблем. Общим для ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО досоциалистических формаций является большее или меньшее влияние на него частной собственности на землю и недвижимое имущество..
ЗЕЛЁНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО, составная часть современного градостроительства. Городские парки, сады, скверы, бульвары, загородные парки (лесопарки, лугопарки, гидропарки, исторические, этнографические, мемориальные), национальные парки, народные парки, тесно связанные с планировочной структурой города, являются необходимым элементом общегородского ландшафта. Они способствуют образованию благоприятной в санитарно-гигиеническом отношении среды, частично определяют функциональную организацию городских территорий, служат местами массового отдыха трудящихся и содействуют художественной выразительности архитектурых ансамблей. При разработке проектов садов и парков учитывают динамику роста деревьев, состояние и расцветку их крон в зависимости от времени года.

Главная страница
Поиск по сайту
Оглавление страниц

Объяснение слов: словарь, справочник, информация. Строительство, экономика, промышленность - все сферы жизни: от А до Г, от Г до П и от П до Я

картировании и изучении эрозии почв; геоботаническое - при изучении распределения растительных сообществ (преимущественно в степях и пустынях), а также для индикационных целей; гидрографическое - при исследовании вод суши и площадей водосбора и исследовании морей в отношении характера течений, морских льдов и дна мелководий; геокриологическое - при изучении мерзлотных форм и явлений, а гляциологическое - ледниковых и сопутствующих им образований. Д. применяется также в метеорологич. целях (наблюдения за облаками, снеговым покровом и др.), при поиске промысловых животных (особенно тюленей и рыб), в археологии, при социально-экономич. исследованиях (напр., контроле движения транспорта) и в воен. деле при обработке материалов аэрофоторазведки. При решении многих задач Д. носит комплексный характер (напр., для целей мелиорации). Образцы общегеографического (топографич.) и отраслевого (геологич.) Д. см. на вклейке, табл. XIII (стр. 176-177).

В ряде отраслей науки и практики наряду с Д. аэрофотоснимков ведутся работы по Д. космич. фотоснимков, выполняемых с пилотируемых космических кораблей и орбитальных станций, а также с искусств, спутников Земли. В последнем случае получение фотоснимков полностью автоматизировано; доставка их на Землю осуществляется с помощью контейнеров или передачей изображения телевизионным путём. Благодаря снимкам из космоса обеспечивается возможность непосредственного Д. объектов глобального и регионального характера и Д. динамики природных процессов и проявлений хозяйств, деятельности сразу на значит, пространствах за короткий промежуток времени (см. Космическая съёмка). Начато (60-е гг. 20 в.) Д. снимков, полученных с обычных высот и из космоса не только при фотографич. съёмке, но и при различных видах фотоэлектронной съёмки (см. Аэрометоды).

Лит.: Дешифрирование аэроснимков (топографическое и отраслевое), М., 1968 (Итоги науки. Сер. геодезия, в. 4); Смирнов Л. Е., Теоретические основы и методы географического дешифрирования аэроснимков, Л., 1967; Альтер С. П., Ландшафтный метод дешифрирования аэрофотоснимков, М.- Л., 1966; Гольдман Л. М., Вольпе Р. И., Дешифрирование аэроснимков при топографической съёмке и обновлении карт масштабов 1 : 10 000 и 1 : 25 000, М., 1968; Богомолов Л. А., Топографическое дешифрирование природного ландшафта на аэроснимках, М., 1963; П е т р у с е-в и ч М. Н., Аэрометоды при геологических исследованиях, М., 1962; Самойлович Г. Г., Применение аэрофотосъёмки и авиации в лесном хозяйстве, 2 изд., М., 1964; Наставление по дешифрированию аэроснимков и черчению фотопланов для целей сельского хозяйства..., ч. 1, М., 1966; Крупномасштабная картография почв, М., 1971; Виноградов Б. В., Аэрометоды изучения растительности аридных зон, М.- Л., 1966; Кудрицкий Д. М., Попов И. В., Р о м а н о в а Е. А., Основы гидрографического дешифрирования аэрофотоснимков, Л., 1956; Нефедов К. Е., Попова Т. А., Дешифрирование грунтовых вод по аэрофотоснимкам, Л., 1969; Протасьева И. В., Аэрометоды в геокриологии, М., 1967; Комплексное дешифрирование аэроснимков, М.- Л., 1964; Теория н практика дешифрирования аэроснимков, М.- Л., 1966; Гольдман Л. М., Дешифрирование аэрофотоснимков за рубежом (Обзор материалов 11 Международного фотограмметрического конгресса), М., 1970; Manuel of photographic interpretation, Wash., 1960 (American Society of Photogrammetry); Manuel of color aerial photography, Virginia, 1968 (American Society of Photogrammetry); Photographic aerienne. Panorama intertechnique, P., 1965. См. также лит. при ст. Аэрометоды.

Л. М. Гольдман.

ДЕШИФРОВКА письменности, восстановление понимания неизвестной письменности или языка (или того и другого). Так, при Д. текстов дрезнего Кипра не была известна письменность; при Д. (интерпретации) хеттских, эламских, этрусских текстов не был известен язык; при Д. (раскрытии) египетских и лувийских иероглифов, аккадской и угаритской клинописи, "печатей" долины Инда не были известны ни письмо, ни язык. Степень известности может быть, однако, очень различной - от полного знания письма (или языка) до понимания того, что данное письмо входит в известный круг письменностей (или данный язык входит в известную семью языков).

При Д. выясняется характер письма (буквенный, консонантный, слоговой или словесно-слоговой; имеются или нет пояснительные знаки, не обладающие звуковыми значениями): для этого достаточен подсчёт числа разных знаков в исследуемой письменности. При идентификации отд. письменных знаков с помощью несложной методики дешифровщик в состоянии отделить в ещё не прочтённом буквенном тексте гласные от согласных, а в слоговом тексте - знаки для гласных от знаков типа "согласный + гласный".

Независимо от анализа письма могут исследоваться грамматика и семантика текстов. Сопоставляя повторяющиеся участки текста, можно отделить корни от аффиксов и окончаний, имена от глаголов, выделить отд. падежные и глагольные формы, предлоги, собств. имена и др. Подобный анализ "изнутри" основывается на знании закономерностей, свойственных всем языкам (или письменностям) или родственным группам. Однако вследствие ограниченности текстов такой анализ редко доходит до идентификации конкретных форм. Для получения полной Д. используются различные чисто "внешние" данные, прежде всего - билингвы, т. е. параллельные тексты на известном и неизвестном языках. Если выясняется родство исследуемого языка (письма) с известными, то эти последние привлекаются для уточнения или выяснения значения слов (письменных знаков) дешифруемого текста; такой анализ наз. этимологическим. Критерием правильности Д. может служить подтверждение её новыми находками. В. В. Шеворошкин.

ДЕШТ (перс. -пустыня, афг. дашт), название безводных, пустынных (каменистых, песчаных, солончаковых) равнин на Иранском нагорье. Входит в собств. названия пустынь (напр., Деште-Кевир, Деште-Лут, Дашти-Марго и др.).

ДЕШТ, река в Пакистане: см. Дашт.

ДЕШТЕ-КЕВИР, пустыня в Иране, на С. Иранского нагорья. Дл. ок. 500 км, шир. до 250 км, пл. ок. 55 тыс. км2. Состоит из ряда бессточных впадин (выс. 600-800 м), занятых глинистыми такырами, корковыми солончаками (Дерья-чейе-Немек и др.), а на периферии -пересыхающими солёными болотами, озёрами и массивами песков. Летом поверхность солончаков покрыта солевой коркой с полигональной трещиноватостью мощностью в неск. см, под которой лежит песчано-иловатая топкая масса. Весной во время дождей становится непроходимой, превращаясь в озёра жидкой грязи. На больших пространствах лишена растительности (встречаются лишь редкие солянки). Между впадинами - узкие низкие гряды. Д.-К. обводняется пересыхающими водотоками, стекающими гл. обр. с юж. склона Эльбурса. Оазисы расположены в пределах подгорных равнин, окружающих пустыню (Дам-ган, Себзевар и др.).

ДЕШТЕ-ЛУТ, пустыня в центр, части Иранского нагорья, на В. Ирана. Дл.ок. 550 км, шир. от 100 до 200 км, преобладающие вые.-500-600 м. Поверхность состоит из ряда плоскодонных бессточных впадин (на вые. 200-500 м) и горных перемычек вые. 1000-2000 м (до 2992 м). Встречаются барханные пески вые. до 100-200 м и слабо закреплённые саксаулом, джузгуном и солянками грядово-бугристые пески, на Ю-- самые большие в Иране. Физич. выветривание создало многочисл. "столбы", "грибы" и т. п. формы рельефа. Значит, участки пустыни заняты такырами, или галечни-ково-щебнистыми поверхностями, типа гаммад, а также солончаками. По окраинам Д.-Л.- редкие оазисы.

ДЕШТЕСТАН, одно из назв. пустыни наЮ. Ирана и Пакистана. См. Гермсир.

ДЕШТ-И-КИПЧАК, Кипчакская степь, название в араб, и перс, источниках 11-15 вв. степей и пустынь, простиравшихся от низовий Сырдарьи и оз. Балхаш до устья Дуная. Впервые термин "Д.-и-К." встречается у перс, автора На-сира Хосрова в 11 в., когда кипчаки, или половцы, придя с берегов Иртыша, с 1030 стали соседями Хорезма и заняли терр. совр. Казахстана и юга Европ. части СССР. В 13 в. Д.-и-К. завоевали татаро-монголы (см. Золотая Орда). Д.-и-К. обычно делился на Зап. и Вост. Кипчак. Терр. Зап. Кипчака известна в рус. летописях под назв. Половецкая земля.

Лит.: Кудряшов К. В., Половецкая степь, М., 1948.

ДЕЭМУЛЬГАТОРЫ в нефтедобыче, вещества, способствующие разрушению эмульсий, образовавшихся из нефти и воды. При введении в эмульсию Д. адсорбируются на поверхностном слое частиц дисперсной фазы (т. н. глобул), образуя вокруг глобул новый слой, насыщенный Д., к-рый обладает меньшей ме-ханич. прочностью. Благодаря этому при столкновении глобул облегчается их слияние и разрушение эмульсии. Теория разрушения эмульсий разрабатывалась в СССР школой акад. П. А. Ребиндера, в США И. Ленгмюром.

Главные потребители Д. (десятки тыс. т в год) - нефтяные промыслы и нефтеперерабатывающие заводы, где Д. применяются для обезвоживания и обессоли-вания нефти. Расход Д. при разрушении эмульсии типа "вода в нефти" колеблется от неск. десятков до неск. сотен г на 1 т эмульсии. Д. для разрушения эмульсии типа "вода в нефти" обычно представляют собой неионогенные поверхностно-активные вещества, синтезированные на основе окиси этилена и окиси пропилена. А. И. Арутюнов.

ДЕЭМУЛЬГИРОВАНИЕ, процесс, обратный эмульгированию, разрушение эмульсий, т. е. дисперсных систем, состоящих из двух несмешивающихся жидкостей, одна из к-рых в виде мелких капель равномерно распределена в объёме другой. Капли эмульсии при Д. укрупняются вследствие коалесценции (слияния) в процессе броуновского движения, седиментации (оседания) или перемешивания. Д. приводит к полному или частичному расслоению образующих эмульсию жидкостей. Д. происходит, когда действие стабилизаторов эмульсий (эмульгаторов) перестаёт быть эффективным, т. е. образуемые ими на поверхности капель защитные оболочки разрушаются или теряют способность предотвращать коале-сценцию. В пром-сти и в лабораториях Д. осуществляют механич. методами (центрифугированием, фильтрацией через пористые материалы, перемешиванием), нагреванием или вымораживанием, воздействием электрич. поля, высаливанием (введением электролитов), а также введением специальных реагентов - деэмуль-гаторов, к-рые нейтрализуют действие эмульгаторов, реагируя с ними химически, или вытесняют их с поверхности капель эмульсии. Деэмульгаторами обычно служат поверхностно-активные вещества, обладающие более высокой, чем эмульгаторы данной эмульсии, поверхностной активностью, но меньшей стабилизующей способностью.

Д. широко используют при обезвоживании и обессоливании сырой нефти, во мн. процессах хим. технологии, при получении сливочного масла и т. д.

Лит.: Клейтон В., Эмульсии, их теория и технические применения, пер. с англ., М., 1950, с. 603; Левченко Д. Н., Бергштейн Н. В., Худякова А. Д., Николаева Н. М., Эмульсии нефти с водой и методы их разрушения, М., 1967.

ДЕЭТИМОЛОГИЗАЦИЯ (от де... и этимология), опрощение, изменение в морфологической (словообразовательной) структуре слова, когда для сознания носителей языка оказывается потерянной этимологич. связь этого слова с той или иной непроизводной основой. Д. может быть вызвана либо тем, что слова с исходной непроизводной основой перестают существовать в языке ("важный"- ср. др.-рус. "вага"), либо тем, что данное слово слишком далеко ушло в своём семантич. развитии от слова с соответствующей непроизводной основой ("крупный"- ср. "крупа").

Лит.: Б у л а х о в с к и й Л. А., Деэтимологизация в русском языке, в сб.: Труды Ин-та русского языка АН СССР, т. 1, М., 1949., Р. А. Агеева.

ДЕ-ЮРЕ (лат. de jure, букв.- по праву) (юридич.), в междунар. праве полное офиц. признание гос-ва или правительства; см. также Де-факто, Признание государства.

ДЕЯНИЕ ПРЕСТУПНОЕ, см. в ст. Преступление.

"ДЕЯНИЯ АПОСТОЛОВ", анонимное раннехристианское сочинение, включённое в состав Нового завета', является продолжением евангелий: повествует о распространении христианства после смерти Иисуса Христа. В центре первой части "Д. а."- деятельность иерусалимских учеников Христа, в центре второй - проповедь апостола Павла. Автор (скорее всего, он - то же лицо, что и составитель Евангелия Луки) использовал письменные источники, подвергнув их лит. обработке (включение обширных речей). Материал "Д.а." подчас противоречит сведениям Посланий апостола Павла, да и между двумя частями самих "Деяний" имеются противоречия (напр., т. н. чудо на пути в Дамаск изложено по-разному в авторском рассказе и в проповеди Павла). Вопрос о времени их составления спорен: протестантская богословская лит-pa относит их к 80-100, в сов. науке преобладает датировка 2-й четвертью 2 в. Остаётся спорным и вопрос о цели "Д. а.": являлись ли они памятником апологии христианства вообще, направленным против язычества и иудейства, или же отражали борьбу внутри христианства, между иудео-христианами (выступавшими за сохранение в христианстве нек-рых элементов иудаизма) и паулинистами (стремившимися к радикальному разрыву с иудаизмом), или между к.-л. иными группировками. "Д. а."- важный источник для изучения раннего христианства.

А. П. Каждан.

"ДЕЯТЕЛИ РЕВОЛЮЦИОННОГО ДВИЖЕНИЯ В РОССИИ", биобиблио-графич. словарь, издание Всесоюзного об-ва политкаторжан и ссыльнопоселенцев (М., 1927-34), под ред. Ф. Я. Кона, Б. П. Козьмина, В. И. Невского, И. А. Теодоровича и др. Содержит краткие биографии участников революц. движения, библиографию о них. Хронологически разбит на 5 периодов: кон. 18 в.-50-е гг. 19 в. (т. 1, ч. 1); 60-е гг. 19 в. (т. 1, ч. 2); 70-е гг. (т. 2); 80-е гг. (т. 3-4); 90-е гг. -1904 (т. 8-10). С.-д. (до 1905) предназначались т. 5-7. Вышли: т. 1 (ч. 1-2, 1927-28), т. 2 (в. 1-4, 1929-32), т. 3 (в. 1-2, 1933-34), т. 5 (в. 1-2, 1931-33). Издание не завершено.

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, специфически человеческая форма активного отношения к окружающему миру, содержание к-рой составляет его целесообразное изменение и преобразование. В отличие от действий животного, Д. человека предполагает определ. противопоставление субъекта и объекта Д.: человек противополагает себе объект Д. как материал, к-рый сопротивляется воздействию на него человека и должен получить новую форму и свойства, превратиться из материала в продукт Д.

Всякая Д. включает в себя цель, средство, результат и сам процесс Д., и, следовательно, неотъемлемой характеристикой Д. является её осознанность. Д. является реальной движущей силой обществ, прогресса и условием самого существования общества. Вместе с тем история культуры показывает, что Д. как таковая не является исчерпывающим основанием человеческого существования. Если основанием Д. является сознательно формулируемая цель, то основание самой цели лежит вне Д., в сфере человеческих идеалов и ценностей. Совр. науч.-тсхнич. развитие всё более демонстрирует, что не только Д. в сфере искусства или нравственности, но и науч. познание, или технико-инструментальная Д., получает свой смысл в конечном счёте в зависимости от её нравств. ориентированности, от её влияния на человеческое существование. С др. стороны, зависимость самой Д. от др. социальных факторов выражается в том, что в разных типах культуры она занимает существенно различное место, выступая то в роли носителя высшего смысла человеческого бытия, то на правах необходимого, но отнюдь не почитаемого условия жизни.

Существуют многообразные классификации типов и форм Д.- разделение Д. на духовную и материальную, производственную, трудовую и нетрудовую и т. д. С точки зрения творч. роли Д. в социальном развитии особое значение имеет деление её на репродуктивную (направленную на получение уже известного результата известйыми же средствами) и продуктивную Д., или творчество, связанное с выработкой новых целей и соответствующих им средств или с достижением известных целей с помощью новых средств. В связи с совр. науч.-технич. революцией творческая Д. приобретает всё более массовый характер, что порождает целый ряд социальных проблем, начиная от необходимости радикальной перестройки системы образования и кончая проблемой известной "девальвации" творческой Д. отд. человека в условиях включения её в индустриальные формы организации духовного производства. Развитие этого процесса подчёркивает, что личность несводима к выражению только в формах Д. и что гармония личности и Д. возможна лишь на основе наполнения Д. подлинно человеческим смыслом. В противном случае неизбежна чисто инструментальная трактовка человека как лишь орудия стоящей над ним Д., а это служит идеологич. предпосылкой тоталитарных форм организации обществ, жизни. Вопрос об отношении Д. и личности может решаться лишь как часть более широкой проблемы человека. В истории познания понятие Д. играло и играет двоякую роль: во-первых, ми-ровоззренч. принципа, во-вторых, мето-цологич. постулата, положенного в основание ряда социальных наук. В качестве мировоззренч. принципа понятие Д. утвердилось начиная с нем. клас-сич. философии, когда в европ. культуре восторжествовала новая концепция личности, характеризуемой рациональностью, многообразными направлениями активности и инициативы, и были созданы предпосылки для рассмотрения Д. как основания и принципа всей культуры. Первые шаги к такой точке зрения сделал И. Кант. В его гносеологии субъект был рассмотрен не как созерцающий внешнюю действительность, а как созидающий формы предметности. Кант выдвинул проблему двух начал, руководящих отношением субъекта к объекту,- познавательного и нравственного; причём первое определяет формы Д. и то, что можно назвать её операциональной структурой, а второе - направление, смысл и оценку Д. Эти два начала толковались Кантом как принципиально различные и взаимно несводимые. В ранг всеобщего основания культуры Д. впервые возвёл И. Г. Фихте, рассматривая субъект ("Я") как чистую самодеятельность, как свободную активность, к-рая созидает мир ("не Я") и ориентируется на этич. идеал. Но поскольку Фихте выдвинул нравств. критерий (совесть)и т. о. ввёл внедеятельност-ный фактор, он тем самым подорвал единство своей концепции. Наиболее развитую рационалистич. концепцию Д. построил Г. Гегель. С позиций объективного идеализма он толкует Д. как всепроникающую характеристику абс. духа, порождаемую имманентной потребностью последнего в самоизменении. Гл. роль он отводит духовной Д. и её высшей форме -рефлексии, т. е. самосознанию. Такой подход позволил Гегелю построить цельную концепцию Д., в рамках к-рой центр. место занимает проясняющая и рационализирующая работа духа. В этой концепции обстоят, анализу подвергнута диалектика структуры Д. (в частности, глубокая взаимоопределяемость цели и средства), сделан ряд глубоких замечаний о социально-ист, обусловленности Д. и её форм.

В послегегелевской бурж. философии концепция Д., развитая нем. классич. идеализмом, подвергается резкой критике, при этом акцент перемещается с анализа рациональных компонентов целеполагания на более глубокие слои сознания, обнаруживающиеся в жизни человека. Против гегелевской концепции -против Д. "всеобщего", подавляющего единичную личность, выступил дат. мыслитель С. Кьеркегор. Разумному началу в человеке он противопоставляет волю, а Д., в к-рой Кьеркегор видит отрешённое от подлинного бытия функционирование, противополагает жизнь, человеческое существование. Волюнтаристская и ирра-ционалистич. линия (А. Шопенгауэр, Ф. Ницше, Э. Гартманит. д.), рассматривающая волю как основу мирового и индивидуального существования, на место разумного целеполагания (т. е. Д.) ставит порыв и переживание. Эта тенденция получила своё продолжение в совр. экзистенциализме. Вместе с тем в кон. 19 в. реализуется и др. филос. линия, делающая акцент на межличностных (общечеловеческих) компонентах культуры, к-рые выступают как регулятивы Д. и её направленности (баденская школа неокантианства с её учением о ценностях, Э. Кассирер и его концепция роли знаковых структур). Ещё одно направление анализа связано с феноменологией Э. Гуссерля, к-рая отказала в самодостаточности формам Д., сложившимся в но-воевроп. культуре, и поставила эти формы в более широкий контекст (выраженный, в частности, в понятии жизненного мира). Она попыталась показать, что поиск и определение смысла человеческого бытия требуют преодоления нату-ралистич. установки сознания (воспринимающего человека по аналогии с физич. объектом) и человеческой Д.

Тенденция отказа от рассмотрения Д. как сущности человека и единств, основания культуры усиливается в зап. философии на рубеже 19-20 вв. Это связано не только с утратой социального оптимизма, присущего бурж. цивилизации, но и с критикой техницистского активизма, осуществляемой нек-рыми направлениями немарксистской философии. Происходит осмысление тех зловещих последствий, к к-рым привёл чистый активизм (защищаемый, в частности, в актуализме итал. философа Дж. Джен-тиле), не подчинённый нравств. началам. Понятие Д. замещается другими, более широкими понятиями - жизни, жизненного мира, существования и т. д.

Принцип Д. как источника происхождения многообразных продуктов культуры и форм социальной жизни сыграл важную методологич. роль в становлении и развитии ряда социальных наук. Напр., в культурно-ист, теории Л. С. Выготского мышление было рассмотрено как результат интериоризации практич. действие и свойственной им логики. Концепция Д. сыграла важную роль в развитии языкознания, психологии, этнографии и др.

Вместе с тем принцип Д. при его развёртывании в конкретных исследованиях потребовал углублённого анализа механизмов Д. и формирующих её факторов. Это привело к вычленению иных компонентов, лежащих за пределами собственно Д., хотя и связанных с нею и влияющих на неё. Теория социального действия (М. Вебер, Ф. Знанецкий), с к-рой связано развитие бурж. социологии в 20 в., не ограничивается анализом всеобще-рациональных компонентов целеполагаю-щей Д., но выявляет значение ценностных установок, и ориентации, мотивов Д., ожиданий, притязаний и т. д. В результате произошло существенное расширение исходного принципа в этих науках.

Марксистская философия в своей трактовке Д. преодолела ограниченность узко рационалистич. и идеалистич. понимания Д. Марксизм исходит из целостного понимания Д. как предметной, как органич. единства чувств.-практич. и тео-ретич. форм Д. Эта целостность синтезируется в марксистском понятии практики, включающем многообразные формы человеческой активности и ставящем во главу угла труд как высшую форму Д. Марксистская концепция деятельной сущности человека стала исходной методологич. базой для ряда социальных наук. На ней выросли марксова теория стоимости, трудовая теория антропогенеза Ф. Энгельса, марксистская педагогика и др.

Лит.: Маркс К., Тезисы о Фейербахе, Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 3; Какабадзе З. М., Проблема "экзистенциального кризиса" и трансцендентальная феноменология Э. Гуссерля, Тб., 1966; Трубников Н. Н., О категориях "цель", "средство", "результат", М., 1968; Батищев Г. С., Деятельностная сущность человека, как философский принцип, в кн.: Проблема человека в современной философии, М., 1969; Гайденко П. П., Трагедия эстетизма, М., 1970. А.П.Огурцов, Э.Г.Юдин.

ДЕЯТЕЛЬНЫЙ СЛОЙ, 1) Д. с. в метеорологии, слой почвы, тепловое состояние и влагосодержание к-рого обусловлены теплообменом с атмосферой, а темп-pa испытывает суточные и сезонные колебания. Простирается до слоя постоянной годовой температуры. 2) Д. с. в мерзлотоведении, слой сезонного промерзания, и протаивания, верхний слой горных пород, подвергающийся периодич. промерзанию и протаиванию, к-рые связаны соответственно с зимним охлаждением и летним прогреванием земной поверхности. Глубина слоя в зависимости от ср. годовой темп-ры горных пород, годовой амплитуды темп-р на их поверхности, состава грунта и его влажности колеблется от 0,1 до 5-7 м. Макс, глубины Д. с. наблюдаются при темп-ре горных пород, равной О °С, что соответствует юж. границе распространения многолет-немёрзлых пород.

ДЖАБАДАРИ Иван Спиридонович [16(28).12.1852, с. Сагареджо, ныне Са-гареджойский р-н Груз. ССР,-25.4(8.5). 1913, Тбилиси], революционер-народник. Из груз, дворян. В 1872-74 учился в Мед.-хирургич. академии в Петербурге. Участвовал в студенч. выступлениях. С 1874 вёл пропаганду в Москве среди рабочих. Являлся одним из организаторов "Всероссийской социально-революционной организации" (1875) и авторов её устава. Арестован в Москве 4 апр. 1875. По "процессу 50-ти" 14 марта 1877 приговорён к 5 годам каторги. Впоследствии работал присяжным поверенным в Тбилиси. Принимал участие в революц. движении 1905. Автор воспоминаний ("Былое", 1906, № 5-6; 1907, № 8-10).

ДЖАБАЛПУР, город в центр. Индии, в шт. Мадхья-Прадеш, на р. Нарбада. 406,2 тыс. жит. (1969). Крупный трансп. узел. Хл.-бум., керамич., резиновая, пищ. пром сть, металлообработка. Осн. в 1-й пол. 19 в. как англ, военная база. Известен религ. сектой тхуги (душителей).

ДЖАБАЛЬ-УС-СИРАДЖ, город в центральной части Афганистана. Около 10 тыс. жит. Важный промышленный центр страны. Хл.-бум. ф-ка, цем. з-д, небольшая ГЭС.

ДЖАБАРЛЫ Джафар (22.3.1899, с. Хи-зы, близ Баку,-31.12.1934, Баку), азербайджанский советский писатель, зачинатель социалистич. реализма в азерб. драматургии, засл. деят. иск-в Азерб. ССР (1933). Род. в крест, семье. Окончил Азерб. ун-т (1929). Начал печататься в 1915. Ранние сатирич. стихи, рассказы ("Мансури Ситара", 1916), драмы "Верная Сария" (1915) и "Увядшие цветы" (1917)направлены против социального неравенства, женского бесправия и отсталости. Феод, деспотию в Иране обличает ист. драма "Насреддин-шах" (1916). В пьесах "Айдын" и "Октай Эль-оглы" (пост. 1922-23) Д. в суровой реалистич. манере разоблачал реакц. сущность местной буржуазии. В основе поэмы "Девичья башня" (1923-24) лежит легенда о тра-гич. судьбе женщины феод. Востока. Историко-романтич. драма "Невеста огня" (пост. 1928) направлена против религии ислама и феод, гнёта. Пьеса "Севиль" (пост. 1928) связана с раскрепощением женщины после революции. Тему дружбы закавк. народов Д. раскрыл в пьесе "В 1905 году" (пост. 1931).

В творчестве Д. гл. место занимают тема современности, вопросы социалистич. строительства. Им созданы первые реалистич. образы положит, героев, созидателей новой жизни. В пьесах "Алмас" (пост. 1931) и "Яшар" (пост. 1932) показана напряжённая классовая борьба в деревне в период коллективизации. Вопросы социалистич. иск-ва затронуты в пьесе "Поворот" (пост. 1932). Д. способствовал развитию азерб. сов. театра, в творческой работе к-рого принимал участие и как режиссёр. Критич. статьи Д. помогали утверждению социалистич. реализма в азерб. драматургии и театре. Д. - автор либретто оперы Р. М. Глиэра "Шахсе-нем" и многих киносценариев. Перевёл на азерб. яз. произв. Л. Н. Толстого, М. Горького, У. Шекспира, Ф. Шиллера и др. Портрет стр. 177.

Соч.: Эсэрлэри, ч. 1-3, Бакы, 1956-58; Эсэрлэри. ч. 1 - 3, Бакы, 1968-69; в рус. пер.- Избр. соч., Тб., 1937; Пьесы, Б., 1969. Лит.: Г у с е и н М., Дж. Джабарлы и современность, "Изв. АН Азерб. ССР", 1947, № 7; А р и ф М., Творчество Дж. Джабарлы, Б., 1961; Д а г ы с т а н л ы И., Чэфэр Чаб-барлы вэ театр, Бакы, 1960.

ДЖАБАРТИ, аль-Габарти Абдаррахман (1753 или 1754-1826), египетский историк. Гл. соч. Д.-"Удивительная история прошлого в жизнеописаниях и хронике событий"- самый значительный из араб, источников по истории Египта с кон. 17 в. до 1822. Д. сочувственно относился к освободительной борьбе народа против турецко-мамлюкского гнёта и франц. завоевателей. Резко критиковал егип. пашу Мухаммеда Али, вследствие этого хроника Д. была под запретом до 1879.

Соч.: Аджаиб аль-асар фи-т-тараджим ва-ль-ахбар, т. 1 - 4, Булак, 1879 - 1880 (в рус. пер. - Удивительная история прошлого..., т. 3, ч. 1, М., 1962; т. 4, М., 1963).

Лит.: Кильберг X. И., Джабарти и 4-й том его исторической хроники, "Народы Азии и Африки", 1961, № 2; фильштинский И. М., Египетский историк аль-Джабарти и его хроника, "Вестник истории мировой культуры", 1960, № 4; Махмуд а ш -Ш а р к а в и, Дирасат фи тарих аль-Джабарти (Исследования по истории Джабарти), т. 1 - 3, Каир, 1955-66-

ДЖАБИР ИБН ХАЙЯН, латинизированное имя - Г е б е р (р. ок. 721, Туей, Персия,- ум. ок. 815), арабский учёный. Среди сочинений, приписываемых ему (трактаты Гебера), наиболее интересны последние главы "Книги семидесяти". В них Д. и. X. вводит представление о начале металличности (ртути) и начале горючести (серы) как двух составных частях металлов и утверждает, что превращение неблагородных металлов в золото возможно. Д. и. X. описывает различные хим. операции (перегонку, возгонку, растворение, кристаллизацию и др.), а также нек-рые хим. препараты (купо-росы, квасцы, щёлочи, нашатырь и др.). Сведения о месте деятельности Д. и.Х. крайне разноречивы; не установлено, действительно ли он является автором приписываемых ему сочинений (есть доказательства, что трактаты Гебера написаны не ранее 13 в.).

Лит.: фигуровский Н. А., Очерки общей истории химии от древнейших времен до начала XIX в., М., 1969, с.86-88, 117 - 118.

ДЖАБРУД, три скальных навеса (I, II, III) на вост. склоне хребта Антиливан (на вые. ок. 1400л), к С.-В. от Дамаска (Сирия). Раскопаны нем. учёным А. Рустом в 1931-33. Наибольший науч. интерес представляет навес I, в к-ром расположена многослойная (25 археол. слоев) палеолитич. стоянка, где наблюдается чередование нижнепалеолитич. мустьер-ских слоев со слоями пре-ориньякскими (слои 15 и 13) и где встречены своеобразные ("джабрудские") мустьерские слои (25, 24, 22, 16, 14, 11), отличающиеся гл. обр. обилием т. н. угловатых скребел. Лит.: Rust A., Die Hohlenfunde von Jab-rud (Syrien), Neumunster, 1950; Hordes F., Le Paleolithique dans le monde, P., 1968.

ДЖАВА, посёлок гор. типа, центр Джав-ского р-на Юго-Осет. АО Груз. ССР. Расположен в долине р. Б. Лиахви (приток Куры), на вые. 1040 м, в 22 км к С. от г. Цхинвали, с к-рым связан автомоб. сообщением. Бальнеологич. и климатич. курорт. Лето тёплое (ср. темп-pa июля 18 °С), зима умеренно холодная (ср. темп-pa января -13 °С); осадков -750 мм в год. Леч. средство - минеральная вода следующего состава: СО21,8М7,9 С150НС0350/Na80Mg11 Т10ОСрН6, используемая для питья, ванн, промываний, ингаляций, розлива (имеется завод). Лечение больных с заболеваниями органов пищеварения, мочевыводящих путей и нарушениями обмена веществ. Санаторий, водогрязелечебница, питьевые бюветы.

ДЖАВАД Ахмед (псевд.; полное имя Джавад Мамедали оглы А х у н д з а-д е) (1892-1937), азербайджанский советский поэт. Род. в с. Сейфали Шамхорско-го р-на в семье крестьянина. Печатался с 1913. Первый сб. стихов "Гошма" вышел в 1916. В стих. "Разве мы не братья" (1929), "Кура" (1930), "Хлопок" (1931), "Москва" (1935) и др. Д. воспевал дружбу народов, любовь к Родине. Звучность, свежесть и образность лирики Д. принесли ему популярность. Перевёл на азерб. яз. "Отелло" У. Шекспира, стихи А. С. Пушкина, Ш. Руставели и др.

Соч.: Шеирлэр, Бакы, 1958.

ДЖАВАРА Дауда Кайраба (р. 1924, Бараджалли), гос. деятель Гамбии. В 1953 окончил ветеринарный колледж при университете в Глазго (Великобритания). Возвратившись в Гамбию в 1954, поступил на гос. ветеринарную службу. В 1958-1960 гл. ветеринар Гамбии. В дек. 1959 основал Народно-прогрессивную партию и стал её лидером. В 1960-61 мин. просвещения и социального благосостояния, в 1962-63 главный министр. В окт. 1963, после предоставления Гамбии полного внутр. самоуправления, назначен премьер-министром. С февр. 1965 премьер-министр независимой Гамбии (в 1965-1967 был одновременно мин. иностр. дел), с 1970 президент (по конституции 1970-глава гос-ва и пр-ва).

ДЖАВАХЕРИ Мохаммед Али (р. 1913), иранский поэт и обществ, деятель. По образованию педагог. Редактировал газ. "Зафар" ("Победа"). В 1948 заключён в тюрьму за антиимпериалистич. деятельность. Позднее эмигрировал в Европу. Поэзия Д. проникнута духом освободит, борьбы: стих. "Поток", сатира "Злополучное „баю-бай", или Международная песня капиталистов" и др. Стихи Д. вошли в сб. "Литература масс" (1945).

Лит.: Нахостин конгре-йе-невисандеган-е-Иран, Тегеран, 1325 с. г. х. (1946).

ДЖАВАХЕТСКИЙ ХРЕБЕТ, Кечутские, или Мокрые, горы, горный хребет в Груз. ССР и Арм. ССР. Дл. ок. 50 км, вые. до 3196л (г. Ачкасар). Сложен гл. обр. трахитовыми лавами. Д. х. расположен на пути влажных воздушных масс, идущих с 3., поэтому на склонах выпадает значит, количество осадков (отсюда назв. "Мокрые горы"). На склонах -горные степи, субальп. и альп. луга.

ДЖАВАХЕТСКОЕ НАГОРЬЕ, нагорье в Закавказье (Груз. ССР), часть Южно-Грузинского нагорья, находящаяся к Ю. от Триалетского хр., между р. Кура на 3. и Нижнекартлийской равниной на В. Состоит из меридиональных хребтов вые. до 3300 м (Самсарского на С.-З. и Джа-вахетского на Ю.-В.) и плато (Цалкин-ского, Гомаретского, Дманисского и Ахал-калакского) вые. 1200-1700 л. Сложено андезито-базальтовыми и трахитовыми лавами. В котловинах много озёр текто-нич. или вулканич. происхождения (Па-равани, Таоацкури и др.). Горные степи, субальп. луга, используемые как пастбища.

ДЖАВАХИРИ, аль-Джавахири Мухаммед Махди (р. 1905), иракский поэт и обществ, деятель. Был учителем. В 50-х гг. за участие в освободит, движении подвергался тюремному заключению; издавал прогрессивную газ. "Ар-рай аль-ам" ("Общественное мнение"). В 1955 эмигрировал в Сирию; вернулся на родину после Революции 1958. Печатается с 1925. Поэмы Д. "Память героя арабского народа Аднана аль-Малика", "Порт-Саид" и др. проникнуты идеей освобождения арабов от империалистич. гнёта. В годы 2-й мировой войны 1939-45 Д. посвятил Сов. Союзу поэмы "Севастополь" и "Сталинград". В 1971 выступил с большой поэмой о жизни Г. А. Насера. С 1950 чл. Всемирного Совета Мира.

Соч.: Диван аль-Джавахири, т. 1 - 3, Багдад, 1953; в рус. пер.- Мир завтрашнего дня, в сб.: Поэты Азии, М., 1957.

ДЖАВАХИШВИЛИ Александр Николаевич [р. 5(17).8.1875, Гори], советский антрополог и географ, акад. АН Груз. ССР (1944). Проф. Тбилисского ун-та (с 1920); в 1945-62 директор Ин-та географии им. Вахушти АН Груз. ССР. Осн. работы: "Антропология Грузии" (т. 1-2, 1908-14); "География Грузии" (т. 1, 1926); "Геоморфологические районы Грузинской ССР" (1947). Награждён орденом Ленина, 2 др. орденами, а также медалями.

Лит. :Джаошвили В., Кверенчхиладзе Р., А. Н. Джавахишвшга (к 90-летию со дня рождения), "Изв. Всесоюзного географического общества", 1965, т. 97, в.6.

ДЖАВАХИШВИЛИ Гиви Димитриевич [р. 5(18).9.1912, Тбилиси], советский гос. и парт, деятель. Чл. КПСС с 1940. Род. в семье врача. В 1934 окончил Закавказский индустриальный (ныне Грузинский политехнический) ин-т; инженер-геолог. В 1934-41 начальник гидрогеологич. партий. В 1942-44 зав. отделом Госплана Совнаркома Груз. ССР. С 1944 работал в аппарате ЦК КП Грузии: зам. зав. отделом, зам. секретаря ЦК, зав. отделом. В 1952-53 пред, исполкома Тбилисского гор. совета. С апр. 1953 зам. пред. Сов. Мин. Груз. ССР, с сент. 1953 пред. Сов. Мин. Груз. ССР; чл. Сов. Мин. СССР. С 1953 чл. Бюро ЦК КП Грузии. Делегат 20-24-го съездов КПСС; на 20-м, 22-24-м съездах избирался чл. ЦК КПСС. Деп. Верх. Совета СССР 4-8-го созывов. Награждён орденом Ленина, 2 др. орденами, а также медалями.

ДЖАВАХИШВИЛИ Иван Александрович [11(23).4.1876, Тбилиси,-18.11.1940, там же], советский историк, акад. АН СССР (1939). В 1899 окончил ф-т вост. языков Петерб. ун-та. С 1902 приват-доцент Петерб. ун-та по кафедре армяно-груз. филологии. В 1918 проф. и декан филоло-гич. ф-та, в 1919-26 ректор Тбилисского ун-та. Обществ, взгляды Д. формировались под влиянием революц. движения в России. В 1905 написал работу "Политическое и социальное движение в Грузии в XIX в." (изд. 1906).В 1919-25 пред. Груз. ист.-этнографич. об-ва. С 1937 директор Музея им. Шота Руставели. В 1937-40 руководил Мцхетской археол. экспедицией. Осн. труды по древней и ср.-век. истории Грузии (изданы на груз, яз.): "История грузинского народа" (т. 1 -4, 1908-49), "История грузинского права" (т. 1-2, 1928-29), "Экономическая история Грузии" (т. 1-2, 1930-34), "Основные вопросы истории грузинской музыки" (1938) и др. История груз, народа рассматривается в тесной связи с историей соседних народов. Большое внимание уделил развитию источниковедения и вспомогат. ист. дисциплин ("Задачи, источники и методы истории прежде и теперь", т. 1-4, 1916-26; "Древне-грузинская историческая литература", 1916; "Грузинская нумизматика и метрология", 1925; "Грузинская палеография", 1926; "Грузинская дипломатика", 1926). Разыскал и опубликовал большое количество ценных источников по истории Грузии. Участвовал в создании первого учебника по истории Грузии. Занимался изучением общих проблем этногенеза народов Кавказа ("Введение в историю грузинского народа", 1937). Имя Д. присвоено Ин-ту истории АН Груз. ССР. Гос. пр. СССР (1947). Награждён орденом Трудового Красного Знамени.

Лит.: Киквидзе А., Академик И. А. Джавахишвили, "Историк-марксист", 1941, № 1.1968.

М. Д. Лордкипанидзе.

ДЖАВАХИШВИЛИ М. (псевд.; наст, имя и фам. Михаил Саввич Адамашвили) [8(20).11. 1880-1937], грузинский советский писатель. Род. в крест. семье в с. Церакви, ныне Марнеульского р-на. Окончил в 1901 училище садоводства и виноградарства в Ялте. Печататься начал в 1903. В 1906 Д. был привлечён к суду за статьи, направленные против самодержавия. Бежал за границу, путешествовал по Европе и по Америке. В 1909 Д. с чужим паспортом возвратился на родину. Издавал журн. "Эри" ("Нация"), за что был судим и выслан за пределы Кавказа.

В своих романах "Квачи Квачантирад-зе" (1924), "Джакос Хизнеби" (в рус. пер. "Обвал", 1925), "Белый воротник"(1926), "Гиви Шадури" (1928) Д. показал в острых конфликтах крушение старого мира, трудное рождение новых социальных отношений, новой психологии. Ист. роман "Арсен из Марабды" (рус. пер. 1933-36) повествует о крест, революц. движении в Грузии в 1-й пол. 19 в. под руководством нар. героя Арсена Одзе-лашвили (см. Арсен). В последнем романе "Судьба женщины" (1936) изображены революц. события 1905 в Тбилиси. Д. как художнику свойственны мастерство сюжетной композиции, тонкий анализ психологии персонажей.

В рус. пер.-Собр. соч., в 5 тт., т. 2, 4, Тб., 1969-70; Арсен из Марабды, Тб., 1956; Судьба женщины, Тб., 1963: Гнви Шадури. Романы и рассказы, М., 1970.

Лит.: Р а д и а н и Ш., Михаил Джавахишвили, Тб., 1958.

ДЖАГАН (Jagan) Чедди (р. 22.3.1918, г. Порт-Моуранте), гос. и политич. деятель Гайаны. Род. в семье служащего индийского происхождения. Получил мед. образование в США. В 1943-45 работал зубным врачом в Джорджтауне. В 1945-1947 ген. секретарь Союза цветного населения Брит. Гвианы и пред, профсоюза рабочих лесопильной пром-сти. В 1947-1953 чл. Законодат. совета Брит. Гвианы. В 1953 и в 1957-64 премьер-мин. Британской Гвианы, одновременно в 1957-61 мин. торговли и пром-сти. Чл. Всемирного Совета Мира (ВСМ; с 1953), чл. Президиума ВСМ (с 1969). Один из основателей (1950) Народной прогрессивной партии (НПП), её лидер; с септ. 1970 ген. секретарь НПП Гайаны.

Соч. в рус. пер.: Свобода под запретом, М., 1955; Запад на скамье подсудимых, М., 1969.

ДЖАГАРОВ Георгий (р. 14. 7. 1925, с. Бяла Сливенского окр.), болгарский писатель и обществ, деятель. Участник антифаш. движения. Чл. Болг. комму-нистич. партии (БКП) с 1945 и ЦК БКП с 1966. Зам. пред. Гос. совета НРБ (с 1971). Нар. деятель культуры Болгарии (1971). Пред. Союза болг. писателей (с 1966). Окончил Литературный ин-т им. М. Горького в Москве (1954). В сб-ках стихотворений "Мои песни" (1954), "Лирика" (1956), "В минуты молчания" (1958) Д. раскрывает духовный облик борца против фашизма, активного строителя социализма. Его стихи отличаются драматич. напряжённостью лирич. чувства, партийной страстностью. Драмы Д. "Двери закрываются" (1960), "И завтра будет день" (1962), "Прокурор" (1965; Димитровская пр., 1966) посвящены нравств. конфликтам современности, проблемам обществ, долга нового человека.

И. А. Джавахишвили.

М. Джавахишвили.

Соч. в рус. пер.: На колени не падать! Стихи, М., 1961; Стихи, "Иностранная литература", 1971, № 11.

Лит.: Зарев П., Георги Джагаров, в его кн.: Преобразена литература. С., 1969.

В. И. Злыднев.

ДЖАГАТАЙ, Ч а г а т а й (ум. 1242), монгольский хан, второй сын Чингисхана. Участвовал в большинстве его походов, в т. ч. в завоевании Китая, Хорезма. При разделе отцом завоёванных земель между сыновьями (1224) Д. получил в удел ср.-азиат, области от Алмалыка (к С.-З. от совр. Кульджи) до Амударьи и Сыр-дарьи [см. Джагатайский (Чагатайский) улус}. Его ставка находилась в долине р. Или. В монг. гос-ве Д. считался лучшим знатоком ясы Чингисхана и монг. обычного права. В подвластных областях требовал строгого соблюдения монг. законов.

Лит.: Р а ш и д- а д-Д и н, Сборник летописей, пер. с перс., т. 2, М.-Л., 1960.

ДЖАГАТАЙСКИЙ (ЧАГАТАЙСКИЙ) УЛУС, общее назв. азиатских областей, составивших по разделу 1224 наследств. удел сына Чингисхана - Джагатая (Чагатая) и его дома. Включал Мавераннахр, Семиречье и Кашгар. Чагатайские ханы передали непосредств. управление Ма-вераннахром наместникам-откупщикам Махмуду Ялавачу (1225-38) и его сыну Масудбеку (1238-89), жестоко эксплуатировавшим и угнетавшим местное население. После Курултая 1251 и воцарения Мункэ-хана большинство взрослых представителей династии Чагатаев было казнено. Улус поделили Мункэ и Батый, к к-рому отошёл Мавераннахр. В 60-х гг. 13 в. внук Чагатая - Алгу восстановил власть Чагатаев в улусе. Преемники Алгу - Мубарек и Борак, стремясь к более тесным связям с населением оседлых областей, приняли ислам. В Мавераннахр из Семиречья была перенесена ханская ставка и переселены некоторые монг. роды, в т. ч. джалаиры и барласы (1266). Попытки разных ханов укрепить единство монг. владений, в частности адм. и финанс. реформы Кебек-хана (1318-26), не смогли устранить феод, раздробленности. Д. (Ч.) у. уже к 40-м гг. 14 в. фактически распался на ряд феод, владений. С образованием гос-ва Тимура власть Чагатаидов в Мавераннахре прекратилась.

Лит.: Бартольд В. В., Очерк истории Семиречья, Фрунзе, 1943; его же, История культурной жизни Туркестана, Л., 1927. См. также лит. при ст. Золотая Орда. А. Г. Подольский.

ДЖАГБУБ, оазис в Ливийской пустыне, в Ливии, близ границы с Египтом. Расположен во впадине на 15 м ниже ур. моря. Нас. менее 1 тыс. чел. Узел караванных путей, связывающих север Ливии с севером Египта. Культивирование финиковой пальмы. Д.- религ. центр мусульман-сенуситов.

ДЖАГГА, ваджагга, чагга, народ в Танзании; живёт на склонах г. Килиманджаро. Числ. ок. 500 тыс. чел. (оценка, 1967). Язык Д.- киджагга, входит в вост. группу языков семьи банту. Большинство Д. сохраняет древние традиц. верования, часть - христиане. Осн. занятия - земледелие (маниок, кукуруза, овощи), работа на кофейных плантациях.

Лит.: Исмагилова Р. Н., Этнический состав и занятия населения Танганьики, в кн.: Африканский этнографический сборник, т. 2, М., 1958.

ДЖАГДЫ, горный хребет в Амурской обл. РСФСР и Хабаровском крае РСФСР, крайнее вост. звено широтной цепи горных поднятий Янкан-Тукурин-гра - Соктахан - Джагды. См. Тукурингра.

ДЖАГИР (перс., букв. - держащий место), господствующая форма феод, землевладения в Могольской Индии в 16-18 вв. Владелец - джагирдар - получал долю гос. земельного налога с Д. в свою пользу и был обязан за это содержать оп-редел. отряд наёмной конницы. Средний размер Д. был огромным (примерно до 100 тыс. га). Великие Моголы часто перемещали джагирдаров из одного владения в другое, опасаясь их сепаратистских устремлений. В 17 в. появляется тенденция к перерождению Д. в наследств, владение (что осуществляется в 18 в.).

Лит.: Антонова К. А., Очерки общественных отношений и политического строя Могольской Индии времен Акбара (1556-1605), М., 1952; Ашрафян К. 3., Аграрный строй Северной Индии (XIII - середина XVIII вв.), М., 1965.

ДЖАДИДИЗМ (от араб. усул-и-джадид - новый метод), бурж.-либеральное, националистич. движение, зародившееся в 80-х гг. 19 в. среди татарской буржуазии в Крыму и Поволжье, в Азербайджане, а с 90-х гг. 19 в. распространившееся в Ср. Азии. Первоначально - узкое, культурнич. движение за реформу старой системы мусульм. образования (обучение грамоте путём зазубривания отдельных сур Корана), за необходимость европ. образования для мусульман. В новоме-тодных школах детей обучали по новому для мусульман звуковому методу. В Ср. Азии в период Революции 1905-07 и в последующие годы Д. вышел из первоначальных культурнич. рамок и приобрёл ярко выраженную окраску бурж.-либерального, контрреволюц. политич. движения и идеологич. течения. Социальной базой Д. были преим. бурж. слои населения Ср. Азии и часть нац. интеллигенции. Джадиды ориентировались на тур. пантюркистов, поддерживали тесные связи с тэт. и азерб. пантюркистами. Вместе с тем они являлись фактически сторонниками царизма и пытались удерживать массы от революц. выступлений. Среднеазиатский Д. до 1917 не сумел приобрести определённых организац. форм. Джади-дами паз. тех, кто высказывался за необходимость ликвидации нек-рых феод, пережитков, стеснительных для нарождающейся буржуазии, за ограниченную реформу ислама и религ. школ, за приспособление ислама к бурж. развитию нац. окраин Росс, империи и потребностям нац. буржуазии. Но определённой программы, как и руководящего центра и устава, джадиды не имели. Они группировались вокруг отд. джадидских издательств, газет и журналов, к-рые легально издавались в Туркестане и Бухаре, вокруг новометодных школ, благотворительных обществ и т. п. К ним временами примыкали отд. представители демокра-тич. интеллигенции (напр., Хамза Ха-ким-заде, Садриддин Айни и др.), но с Д. как политич. течением они фактически не имели ничего общего. Сильное влияние на развитие Д. в Ср. Азии оказала бурж. младотурецкая Революция 1908.

После Февр. революции 1917 джадиды создали свои националистич. партии: Шуро-и-ислам в Туркестане, младобу-харскую и младохивинскую партии в Бухаре и Хиве. После победы Окт. революции 1917 джадиды были в числе организаторов Гражд. войны против Сов. власти, вдохновителями реакционной т. н. "Кокандской автономии", вступали в соглашение с рус. белогвардейцами (А. И. Дутовым и др.) и эмиром Бухарским, активно участвовали в басмаческом движении. С установлением Сов. власти в Ср. Азии Д. был ликвидирован.

Лит.: Гафуров Б. Г., История таджикского народа. В кратком изложении, т. 1, 3 изд., М., 1955; Пясковский А.В., Революция 1905-1907 годов в Туркестане, М., 1958, с. 542 - 66; История Узбекской ССР, т. 2, Таш., 1968; Вахабов М. Г., О социальной природе среднеазиатского джа-дидизма и его эволюции в период Великой Октябрьской революции, "История СССР", 1963, № 2. А. В. Пясковский.

ДЖАЗ (англ, jazz), род профессионального муз. искусства. Сложился на рубеже 19 и 20 вв. в результате синтеза элементов двух муз. культур - европейской и африканской, осуществлённого неграми США. Афр. элементы - полиритмичность, многократная повторяемость осн. мотива, исполнение по схеме "зов и ответ", вокальная экспрессивность, импровизационность - вошли в джаз вместе с распространёнными формами негритянского муз. фольклора-обрядовыми плясками, рабочими песнями, спиричуэлс и блюзами. Слово * Д." первоначально в сочетании "джаз-банд" стало применяться в сер. 1-го десятилетия 20 в. в Юж. штатах для обозначения музыки, создаваемой небольшими нью-орлеанскими ансамблями (в составе трубы, кларнета, тромбона, банджо, тубы или контрабаса, ударных и фп.) в процессе коллективной импровизации на темы блюзов, рэгтаймов и популярных европ. песен и танцев. Среди основателей Д., принадлежащих к нью-орле-анскому стилю: трубач и певец Л. Армстронг, трубач Кинг Оливер, кларнетист Дж. Доде, тромбонист К. Ори, пианист Джелли Ролл Мортон и др. Вслед за этим стали возникать ансамбли белых музыкантов, т. н. диксиленды, перенимавшие манеру исполнения негритянского Д. Развитие диксиленд-ансамблей во многом способствовало распространению Д. за пределы Юж. штатов. В 20-е гг. Д. получает широкую популярность в США, проникает в Европу. Центр развития Д. перемещается в Чикаго, возникает т. н. чикагский стиль, отличающийся более строгой композиционной организацией и усилением роли солирующих голосов. Превращение Д. в объект коммерческой эксплуатации снижало его художеств, ценность. Пытаясь преодолеть сложившиеся эстрадные штампы, негритянские исполнители ищут новые пути развития Д. В 30-е гг. возникает стиль свинг (перекличка 3 групп духовых инструментов - саксофонов, труб и тромбонов, создающая эффект ритмич. раскачки, англ, swing) с типичными для него большим составом оркестра (15-17 исполнителей), полным отказом от коллективной импровизации в пользу сольной, значит, усилением роли композитора-аранжировщика.

Среди крупнейших представителей свинга - оркестры Дюка Эллингтона, Ф. Хендерсона, У. Бейзи, У. Уэбба, Дж. Лансфорда. Достижения негритянских музыкантов заимствовали Б. Гуд-мен, Т. Дорси, Г. Миллер и др. В тот же период пианист Т. Уилсон, вибрафо-нист Л. Хэмптон, тенор-саксофонисты К. Хокинс и Л. Янг, выступая с малыми ансамблями, развивают жанр камерного джаза. В нач. 40-х гг. альт-саксофонист Ч. Паркер, трубач Дж. Гиллеспи, пианист Т. Монк, ударники К. Кларк и М. Роуч радикально изменили саму концепцию Д., отказавшись от танцеваль-ности, мелодич. симметрии, живописных эффектов свинга. Новый стиль, названный звукоподражательным словом "бибоп", принёс угловатые, насыщенные диссонансами темы, аскетически сухое звучание, свободную, не связанную с исходной мелодией импровизацию, опирающуюся на сложную последовательность аккордов. Развитие совр. Д. происходит в борьбе разных течений - т. н. коммерческого, составляющего часть бурж. развлекательной индустрии, и творческого, направленного на поиск новых художеств, средств. Прогрессивные музыканты стремятся сохранить связь Д. с нар. истоками и традициями, одновременно используя различные элементы классической и совр. музыки. К крупным мастерам совр. Д. принадлежат Дюк Эллингтон, Г. Шул-лер, Дж. Льюис, Г. Эванс, М. Дейвис, С. Роллинз, Дж. Колтрейн, О. Колмен, Ч. Ллойд, А. Шепп, А. Айлер, С. Тейлор и др. В сер. 50-х гг. сплав отд. элементов джаза, блюза и сельского фольклора белых американцев, получивший название "рок-н-ролл" (англ. rock'n'roll - качайся и катись), затем "бит-бит" (англ, big beat - большой удар), породил течение т. н. поп-музыки (сокр. от популярная). Несмотря на усиленную эксплуатацию поп-музыки дельцами бурж. эстрады, отд. ансамблям ("Битлз", "Чикаго" и др.) удалось создать в этом жанре ряд подлинно художественных произведений.

Распространение Д. за пределами США началось с 20-х гг. 20 в., но по-настоящему самобытные коллективы, развивающие Д. на основе нац. традиций, сложились лишь в 40-50-х гг. Таковы оркестры под рук. Дж. Данкворта (Англия), М. Леграна (Франция), К. Влаха и Г. Брома (Чехословакия), К. Эдельха-гена (ФРГ), К. Комеды (Польша) и др.

Становление Д. в СССР относится к середине 20-х гг. и связано с коллективами под рук. В. Я. Парнаха, А. Н. Цфасмана, Г. В. Лансберга, Л. Я. Теплицкого. В 1929 был организован Гос. эстрадный оркестр под упр. Л. О. Утёсова, сыгравший важную роль в формировании сов. стиля Д., связанного с массовой и эстрадной песнями. В 30-40-е гг. известность завоевали оркестры А. В. Варламова, Я. Б. Скоморовского, Э. И. Рознера, О. Н. Лундстрема. Другое направление сов. Д. развивают малые импровизационные ансамбли, практика к-рых начинает складываться с кон. 50-х гг. Они стремятся создавать произв. на материале песен-но-танц. фольклора народов СССР. Наибольший вклад в это направление внесли ансамбли под рук. А. Е. Товмасяна, Н. Н. Громина, А. Н. Зубова, Г. А. Га-раняна, Г. К. Лукьянова, Е. Д. Гсворгя-на, А. Н. Козлова и др. Широкую известность приобрели оркестры, организованные в республиках Сов. Союза.

Музыка Д. оказала заметное влияние на развитие муз. иск-ва 20 в. Элементы Д. используются в сочинениях мн. крупных композиторов - К. Дебюсси, М. Равеля, Дж. Гершвина, П. Хиндемита, И. Ф. Стравинского, Д. Мийо, А. Коп-ленда, М. Блицстайна, Л. Бернстайна и др., а в сов. музыке - И. О. Дунаевского, А. Я. Эшпая, К. Караева, Р. К. Щедрина, М. М. Кажлаева, А. П. Петрова и др.

Лит.: Джаз-банд и современная музыка. Сб. статей под ред. С. Гинзбурга, Л., 1926; МысовскийВ., Феиертаг В., Джаз, Л., 1960; Утесов Л., С песней по жизни, М., 1961; Конен В., Пути развития американской музыки, 2 изд., М., 1965; Ч е р-новА., Бялик М., О легкой музыке. О джазе. О хорошем вкусе, М.- Л., 1965; Армстронг Л., Моя жизнь в музыке, "Театр", 1965, № 10, 12; 1966, № 2, 3; П е-реверзев Л., Из истории джаза, "Музыкальная жизнь", 1966, № 3, 5, 9, 12; Feather L., The encyclopedia of jazz in the sixties, N. Y., [1966]; Оjakaar V., Dzass-musika, Tallinn, 1966. Л. Б. Переверзев.

ДЖАЗМУРИАН, бессточная впадина на Ю. Иранского нагорья в Иране. Дл. ок. 300 км, шир. до 140 км, вые. ок. 360 м. Плоская заболоченная равнина с крупными массивами подвижных песков. Весной во время разлива рек заливается водой, образуя мелководное (20-30 см), слабо солоноватое озеро с изменчивыми очертаниями и размерами, зарослями тростника по берегам.

ДЖАЙДАРА (от узб. жайдари - местный), порода грубошёрстных курдючных овец мясо-сального направления. Создана скрещиванием местных курдючных овец Узбекистана с др. местными породами. Овцы крупные, с крепкой конституцией, глубоким и широким туловищем, на коротких крепких ногах. Отличаются выносливостью, приспособленностью к круглогодовому содержанию на пастбищах, способностью к быстрому нагулу. Масса баранов 95-100 кг, маток 70-72кг. Валухи в 11/2-летнем возрасте весят ок. 80 кг, убойный выход 52-56%. Мясо и сало высокого качества. Настриг шерсти с баранов 2,7-3,5 кг, с маток 2-3 кг. Шерсть грубая, неоднородная, содержание пуха в ней 45-60% . Цвет шерсти в основном чёрный и рыжий, встречается бурый и серый. Распространена порода в Самаркандской обл. Узб. ССР.

ДЖАЙЛОЛО, встречающееся в лит-ре назв. острова в Индонезии; см. Халъ-махера.

ДЖАЙЛОЛО (Djailolo), город и порт в Индонезии, на зап. побережье о. Халь-махера. Вывоз пряностей, копры и ценных пород древесины.

ДЖАЙНИЗМ, одно из основных религиозно-филос. учений Индии, возникшее в 6 в. до н. э. Основателем Д. считается странствующий проповедник Вардхама-на, к-рому впоследствии были даны имена Махавиры ("великого героя") и Джины ("победителя") - отсюда назв. учения. В ходе своего развития Д. разделился на ряд сект, из к-рых наиболее значительные: секта дигамбаров, т. е. обнажённых (букв. - "одетых странами света"), и секта шветамбаров ("одетых в белое"). Ядро религ.-филос. лит-ры Д.- джайн-ский канон (в основе к-рого лежат т. н. Джайна-сутры). Среди неканонич. лит-ры наибольший интерес представляют сочинения Умашрати (1 в. дон. э.) и Сидд-хасены Диракара (6 в. н. э.). Д., как и параллельный ему буддизм, явился реакцией на ритуализм и абстрактную спекулятивность брахманизма. Д. отверг авторитет Вед, открыл доступ в свою общину мужчинам и женщинам всех варн (каст).

Учение о дживах, или живых существах, и свойственных им двух видах бытия - бытии несовершенном и бытии совершенном, является основой Д. В состоянии несовершенного бытия джива, сущность к-рого заключается в вечной, обладающей сознанием душе, находится в соединении с "материей", образующей тело дживы. Тело, оплетая душу, повергает дживу в состояние страдания, к-рое и служит отличит, признаком несовершенного бытия. В зависимости от соотношения духовного и телесного элементов эти дживы образуют своеобразную лестницу: на низшей её ступени располагаются дживы, представляющие формы, в к-рые выливается существование неорга-нич. веществ и растений. На более высокой ступени пребывают дживы, имеющие форму животных, людей, богов. (Т. о., бог в Д.- только одна из форм несовершенного бытия дживы.) Капля росы, человек, бог - ступени единой системы принципиально одинаковых видов бытия, характеризующегося отягощённостью материей. Вверху иерархии джив находятся "освобождённые" дживы, для к-рых не существует материальных уз и даже духовных условий, ограничивающих их существование, и они способны полностью управлять собств. бытием. Освобождения могут достичь только дживы, получившие форму человеческого существа. Такие дживы паз. Титханкары; они являются в мир с известной периодичностью. Вардхамана считается последним из них в данную эру (двадцать четвёртым).

Осн. путём к "освобождению" Д. считает аскетизм. Аскетич. принципы Д. предусматривают активное истребление телесного элемента (конкретные правила джайнского аскетизма включают в себя, помимо отказа от одежды, строгого поста и пр., всевозможные мучения и истязания). Наряду с подавлением телесного начала правила джайнского поведения требуют неуклонного соблюдения принципа ахимсы, заключающегося в отказе от причинения малейшего вреда любому живому существу. Подчёркивание преимущественного и, в частности, нравств. значения аскетизма и строжайшее соблюдение аскетич. образа жизни, предусматривающего тщательную разработку правил этого поведения, отличают Д. не только от буддизма, но и от всех др. систем Индии, также подчёркивающих важность аскетизма. Практич. часть Д. включает определ. обрядность, к-рая, вопреки принципиальному со стороны Д. отрицанию ритуальности, выработалась под влиянием потребностей "массового" почитания (храмовое почитание Титханкаров, публичная исповедь, чтение джайнских текстов и др.).

Д., в отличие от буддизма, строго онто-логичен - имеет учение о бытии; душа (джива) и "недуша" (аджива), включающая материальное, признаются в качестве равноправных, вечно существующих начал - субстанций. Т. о., Д., в отличие от брахманизма, дуалистичен (см. Дуализм). Наряду с дживами и адживами, представляющими две осн. сущности (таттвы) онтологии Д., существуют ещё 5 таттв, исчерпывающих все возможные виды отношений и взаимосвязи дживы и адживы. Каждая из 7 таттв определ. образом классифицируется и иерархически членится. В частности, материя делится на тонкую (кармическую), представляющую нечто вроде "силы", и грубую, ощущаемую органами чувств и делимую на атомы (ану).

Не вышедший за пределы Индии Д. сохранил здесь своё влияние. В нач. 70-х гг. в Индии (гл. обр. в Гуджарате и Раджастхане) насчитывалось неск. миллионов его приверженцев, в основном принадлежащих к торг, и ремесл. кастам (соблюдение ахимсы делает невозможным для джайна земледелие, т. к. вспашка земли влечёт за собой убийство живых существ). Джайны (торговцы и ростовщики) представляют в совр. Индии значит, финансовую и экономич. силу. Последователи Д. имеют неск. десятков институтов и колледжей и ряд журналов.

Лит.: Радхакришнан С., Индийская философия, пер. с англ., т. 1, М., 1956, с. 240 -89; G 1 a s е п а р р Н., Der Jainismus. Eine indische Erlosungsreligion, В., 1925; Champat Rai Jain, The practical Dharma, Allahabad, 1929; S с h u b-ring W., Die Lehre der Jainas. Nach den alten Quellen dargestellt, В., 1935; Т h o-m a s P., Hindu religion, customs and manners, Bombay, [1948]. В. П. Лучина.

ДЖАЙПУР, город в сев.-зап. Индии, на полупустынной окраине плато Мал-ва. Адм. центр штата Раджастхан. 533,2 тыс. жит. (1969). Важнейший экономический и культурный центр штата. Торгово-трансп. узел. Хл.-бум., кож.-обув., керамич., пищ. пром-сть; ж.-д. и авторем. мастерские. Художеств, кустарные промыслы (изделия из мрамора, слоновой кости, металла, ткани с золотой и серебряной отделкой). Ун-т. Центр туризма.

Д. осн. в 1728. Окружён стенами и разделён на кварталы, образуемые пересекающимися под прямым углом улицами, к-рые ориентированы по странам света. Центр, часть Д. занимает дворцовый комплекс (18 в.) с садами, бассейнами, фонтанами, дворцом Чандра-Махал (включает художеств. Музей махараджи Джайпура), обсерваторией Джантар-Мантар и дворцом Хава-Махал (-"Дворец Ветров"; 1751-68). За пределами гор. стен к Ю.-новая часть Д. (сер. 19-20 вв.) с гостиницами, кинотеатрами, магазинами, школой художеств, ремёсел, парком.

Джайпур. Хава-Махал ("Дворец Ветров"). 1751-68.

ДЖАЙЯВАРМАН VII, король Камбуджадеши (в ист. лит-ре известна как Ангкорская Камбоджа). В годы правления Д. VII (1181-1219) страна достигла наивысшего могущества. Ангкорская монархия распространила своё влияние на С. до Вьентьяна, на В., после захвата Тьям-пы,- до Вост.-Кит. м., на Ю.- до центр, части Малайского п-ова, на 3.- до Бирмы. При Д. VII велось небывалое по своим масштабам храмовое строительство, крупнейшее в Юго-Вост. Азии.

ДЖАКАРТА (Djakarta), столица Индонезии. Расположена на сев.-зап. побережье о. Ява, при впадении р. Чиливунг в Яванское м. Климат тропический экваториальный; среднегодовая темп-ра 27 °С; осадков 1784 мм в год; влажность 80%. Административно Д. вместе с пригородами образует особую единицу - Большую Д. Пл. Большой Д. 577 км2. Нас. 4,4 млн. чел. (1970). Город быстро растёт: 681 тыс. жит. в 1941, 1933 тыс. жит. в 1957 и 2906,5 тыс. жит. в 1961. Гор. управление в Д. осуществляется выборным муниципальным советом во главе с мэром города.

В 16 в. на месте совр. Д. находился г. Сундакелапа, в 1527 он присоединён к Бантаму и переименован в Джаякерту, в нач. 17 в. разрушен голландцами. В 1619 на месте Джаякерты голландцы построили крепость Батавия. Выросший вокруг неё город в 1621 получил то же название. До конца голл. господства в Индонезии (1945) Батавия была резиденцией ген.-губернатора и столицей колонии. С нач. 20 в. город стал крупным центром индонез. нац.-освободит. движения.

Джакарта. На переднем плане один из городских каналов.

17 авг. 1945 здесь была провозглашена независимость Индонезии и город стал столицей Республики Индонезия (кроме 1946-49, когда столица в связи с голл. агрессией была временно в Джокьякарте); в 1949 Батавия переименована в Д. Д.- крупный экономии, центр страны. Пром-сть Д. связана с переработкой местной продукции (частично рассчитана на экспорт) и привозного сырья (в значит, мере для обслуживания портового х-ва). Предприятия пищ. (рисоочистит., чае-и кофеобрабат., муком., рыбообрабат., маслоб.) пром-сти, по обработке каучука, произ-ву резиновых и кож.-обув, изделий, текст., швейные. Металлообработка и машиностроение, в т. ч. судоремонтные верфи, машиносборочные з-ды, механич. мастерские и др. Многочисл. ремёсла поставляют предметы обихода и художеств, изделия. В экономике Д. значит. ?оль принадлежит иностр. капиталу; за 967-68 ок. '/2 всех заявок иностр. инвесторов на капиталовложения в Индонезии пришлось на район Большой Д. В столице находятся отделения крупнейших амер., япон., зап.-герм. и др. иностр. банков и фирм.

Д.- узел междунар. морских и воздушных сообщений. Порт Д.- Танджунг-приок - расположен к В. от города и связан с ним жел. дорогой, автострадой и судоходным каналом. Через порт проходит значит, часть внешнеторг. оборота страны (вывозятся каучук, чаи, кофе, хинин, тростниковый сахар и др. продукция с.-х. тропич. земледелия; ввозят преим. пром. оборудование). Столичный аэропорт - Кемайоран.

На терр. ист. ядра города (сев. часть Д.) -каналы, дома