загляните на купон-скидку или справочники: окна kbe, окна veka, окна rehau, остекление балкона, остекление лоджии, изготовление окон, монтаж окон, остекление, производство окон, металлопластиковые окна, окна пвх, пластиковые окна, установка окон, стеклопакеты и евроокна.



ВСЁ О СТРОИТЕЛЬСТВЕ, ЖЕЛЕЗОБЕТОНЕ, БЕТОНЕ, АРХИТЕКТУРЕ И НЕ ТОЛЬКО...:
ОПРЕДЕЛЕНИЯ:

АСФАЛЬТИРОВАНИЕ, устройство асфальтобетонных покрытий на автомобильных дорогах, улицах, аэродромах и т. п. путём укладки и уплотнения асфальтобетонной смеси по предварительно подготовленному основанию. В зависимости от назначения покрытия асфальтобетонную смесь (асфальтобетон) укладывают в один или два слоя на основание из щебня, гравия (нежёсткое основание) или бетона (жёсткое основание). Нижний слой толщиной 4-5 см устраивают из крупно- или среднезерни-стой смеси с остаточной пористостью 5-10% ; верхний слой толщиной 3-4 см-из средне- или мелкозернистой смеси (остаточная пористость 3-5%). При тяжёлых нагрузках и интенсивном движении транспорта покрытия устраивают 3-4-слойными общей толщиной 12-15 см. АСФАЛЬТИРОВАНИЕ начинается с очистки основания от пыли и грязи механич. дорожными щётками и поливомоечными машинами, исправления неровностей основания, обработки его поверхности жидким битумом или битумной эмульсией. Асфальтобетонная смесь приготовляется в асфальтобетоно-смесителях на стационарных или полустационарных заводах (установках), доставляется на место автомобилями-самосвалами и загружается в приёмный бункер асфалътобетоноукладчика, к-рый укладывает, разравнивает и предварительно уплотняет смесь. Окончат. уплотнение осуществляется катками дорожными. .


КОММУНАЛЬНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО, отрасль строительства, занятая сооружением объектов, связанных с обслуживанием жителей городов, посёлков городского типа, районных сельских центров и населённых пунктов сельской местности. В числе этих объектов: системы водоснабжения и канализации с очистными сооружениями и сетями; сооружения городского электрического транспорта с путевым, энергетическим хозяйством, депо и ремонтными предприятиями; сети газоснабжения и теплоснабжения с распределительными пунктами, районными и квартальными котельными; электрические сети и устройства напряжением ниже 35 кв; гостиницы; городские гидротехнические сооружения; объекты внешнего благоустройства населённых мест, озеленения, дороги, мосты, путепроводы, ливнестоки; предприятия санитарной очистки, мусороперерабатывающие и др. Планомерное развитие КОММУНАЛЬНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА в СССР началось ещё в 1-й пятилетке и осуществлялось нарастающими темпами до начала Великой Отечеств, войны 1941-45. В годы 4-й пятилетки (1946-50) проводились работы по восстановлению объектов коммунального назначения, разрушенных во время нем.-фаш. оккупации. В последующие годы КОММУНАЛЬНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО велось высокими темпами в связи с бурным развитием промышленности, культуры, увеличением численности городов и посёлков городского типа .
ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО, теория и практика планировки и застройки городов (см. Город). ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО определяют социальный строй, уровень развития производственных сил, науки и культуры, природно-климатичие условия и национальные особенности страны. ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО охватывает сложный комплекс социально-экономических, строительно-технических, архитектурно-художественных, а также санитарно-гигиенических проблем. Общим для ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО досоциалистических формаций является большее или меньшее влияние на него частной собственности на землю и недвижимое имущество..
ЗЕЛЁНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО, составная часть современного градостроительства. Городские парки, сады, скверы, бульвары, загородные парки (лесопарки, лугопарки, гидропарки, исторические, этнографические, мемориальные), национальные парки, народные парки, тесно связанные с планировочной структурой города, являются необходимым элементом общегородского ландшафта. Они способствуют образованию благоприятной в санитарно-гигиеническом отношении среды, частично определяют функциональную организацию городских территорий, служат местами массового отдыха трудящихся и содействуют художественной выразительности архитектурых ансамблей. При разработке проектов садов и парков учитывают динамику роста деревьев, состояние и расцветку их крон в зависимости от времени года.

Главная страница
Поиск по сайту
Оглавление страниц

Объяснение слов: словарь, справочник, информация. Строительство, экономика, промышленность - все сферы жизни: от А до Г, от Г до П и от П до Я

Вопрос о потребности детей старше года в пищевых веществах рассматривается дифференцировано для различных возрастных групп. В СССР принято деление детей на следующие возрастные группы: от рождения до 2,5-3,5 недель (период новорождённости), далее - до 1 года, затем от 1 года до 3 лет, от 3 до 7 лет, от 7 до 12 лет и от 12 до 15 лет. Пища ребёнка должна содержать все необходимые пищевые вещества (белки, жиры, углеводы, минеральные соли, витамины и др.) в необходимом количестве при правильном соотношении белков, жиров и углеводов (соответственно 1:1:4). У детей старшего школьного возраста (12-15 лет) в связи с повышенными энергетич. затратами увеличивается потребность в углеводах, и это соотношение должно составлять 1:1:5.

Переваривающая способность желудочно-кишечного тракта ребёнка к 1-му году жизни достигает значит, совершенства, и набор продуктов для детей старше года должен стать разнообразнее. Употребляют молоко и молочные продукты, яйца, мясо (говядина, телятина, нежирная свинина, курица, мозги, печень), нежирные сорта рыбы, крупы и мучные изделия, сахар. Особое внимание в меню должно быть уделено разнообразию овощей и фруктов, ягод как в свежем, так и в обработанном виде. Рекомендуется включать в рацион детей огородную и дикорастущую зелень (лук, укроп, петрушку, шпинат, салат и т. д.). Необходимо применение пищи, богатой клетчаткой (хлеб, овощи). Масло, молоко, сахар, хлеб, овощи, крупы включаются в меню ежедневно, творог, сыр, сметана, рыба, мясо, яйца могут употребляться не каждый день; один день в неделю может быть вегетарианским, но обязательно с употреблением продуктов, содержащих достаточное количество животного белка (напр., яиц). В питании детей до 1,5 лет применение кондитерских изделий ограничено, в дальнейшем в виде сладостей желательно употреблять варенье, повидло, джем, сухое печенье. Шоколадные изделия можно давать детям лишь с 2-3-летнего возраста. Растительное масло должно составлять 10-15% от общего количества жиров. Детям старше 2 лет можно в ограниченном количестве разрешить использовать в питании свежую варёную колбасу, сосиски, нежирную ветчину; дети этого же возраста могут получать сыр, икру, вымоченную сельдь. Жирами богато масло, сливки, молоко. Консервы, маринады, копчёности детям раннего возраста давать не следует, тогда как для детей старшего возраста они допустимы в ограниченном количестве. Потребность в витаминах следует удовлетворять за счёт пищевых средств; в весеннее время, когда содержание витаминов во фруктах и овощах снижается, назначают синтетич. препараты витамина С - от 50 до 100 мг в сутки. Очень полезно включать в рацион детей дрожжи, содержащие ценные белки, витамины трупы В и фосфор. Главнейшим источником витамина D является рыбий жир, а также молоко, печень животных, яйца. Минеральные вещества дети получают из продуктов животного и растит, происхождения. Важным моментом является кулинарная обработка, к-рая придаёт пище вкус, запах, внешний вид. До 1,5 лет дети должны получать паровые мясные изделия, овощи в виде пюре; с 2 лет овощи могут быть мелко изрублены, мясо с 3 лет может быть тушёным, жареным мелкими кусочками и т. д. В более старшем возрасте питание дифференцируется не столько по форме кулинарной обработки, сколько по объёму порций. Меню для детей школьного возраста (7-15 лет) отличается от меню взрослого только объёмом разового и суточного питания.

Рациональное Д. п. включает и правильный режим питания. До 1,5 лет ребёнка можно кормить 5, затем 4 раза в сутки. Питание в течение суток должно распределяться следующим образом: завтрак 20-25% , обед 35-40%, полдник 15% , ужин 30-25% от суточного рациона. Важно правильное употребление воды в питании ребёнка: 1-й год жизни -150-100 мл на 1 кг массы, 1-3 года -100 мл, 3-7 лет -60 мл, более старшим детям -50 мл в сутки на 1 кг массы. Для улучшения питания детей особенно в зимний и весенний периоды, когда поступление свежих фруктов и овощей сокращается, пищ. пром-сть СССР выпускает овощные и фруктово-ягодные соки, консервы, пюре, овощи и фрукты быстрой заморозки, сухое молоко, готовые смеси в детском ассортименте. Технология производства этих продуктов обеспечивает сохранение важных пищевых веществ, входящих в состав их сырья, в том числе и витаминов.

В Директивах 24-го съезда КПСС по пятилетнему плану развития нар. х-ва СССР на 1971-75 сказано: "Повысить качество, расширить ассортимент и улучшить питательную ценность и вкусовые достоинства продуктов питания. Опережающими темпами развивать производство продуктов детского питания, консервированных плодов и овощей, высококачественных кондитерских изделий" (Материалы XXIV съезда КПСС, 1971, с. 258).

Примерные суточные наборы продуктов(в г) для детей 1 - 15 лет (составлены Институтом питания Академии медицинских наук СССР)

Наименование

Возрастные группы
1-1,5

года

1,5-3 года

5-7 лет

7-12 лет

12-15 лет



Хлеб пшеничный

40

100

125

150

200



" ржаной

10

30

50

75

125



Мука картофельная

5

5

5

5

5



* пшеничная

5

10

15

25

35



Крупа, макаронные изделия, бобовые

25

40

45

65

80



Картофель

100

200

200

300

400



Овощи разные

100

200

200

300

400



Фрукты свежие

100

100

100

100

100



Фрукты сухие и клюква

10

20

20

20

20



Сладости

10

10

10

15

15



Сахар

60

60

60

60

60



Чай

0,2

0,2

0,2

0,2

0,2



Кофе

-

2

3

3

3



Какао

-

0,5

0,5

1

1



Мясо

55

75

95

120

175



Рыба

5

20

50

50

75



Яйца

1/4 шт.

1/2 шт.

1/2, шт.

1 шт.

1 шт.



Масло сливочное

15

25

30

40

50



" растительное

-

5

5

8

10



Молоко

700

600

550

500

500



Творог

35

45

45

45

50



Сливки

10

-

-

-

-



Сметана

-

10

10

15

20



Сыр

3

5

8

10

15



Соль

3

6-7

8

10

10




Лит.: Питание здорового и больно" го ребёнка, под ред. М. И. Олевского и Ю. К. Полтевой, М., 1965; Справочник педиатра, ред. М. Я. Студеникин, М., 1966? Покровский А. А., Беседы о питании, 2 изд., М., 1968. Н. Д. Микерина.

ДЕТСКОЕ СЕЛО, с 1918 по 1937 название г. Пушкина Ленинградской обл. РСФСР.

ДЕТСКОЕ ТВОРЧЕСТВО. В процессе творчества ребёнок развивается интеллектуально и эмоционально, определяет своё отношение к жизни и своё место в ней, приобретает опыт коллективного взаимодействия, совершенствует навыки работы с различными инструментами и материалами, своё умение владеть телом, голосом, речью и др. Д. т. в социалистич. условиях помогает решать одну из главных задач воспитания и образования - развить творческий потенциал будущих строителей коммунистич. общества. Д. т. даёт также материал для изучения возрастных особенностей детей, закономерностей формирования личности.

Техническое Д. т., одно из важных средств политехнического образования и профессиональной ориентации, способствует формированию у детей устойчивого интереса к технике, развитию рационализаторских и изобретательских склонностей, технич. мышления, содействует повышению науч. уровня образования. Школьники вовлекаются в творческую работу в связи с изучением основ наук, знакомством с пром. и с.-х. производством, достижениями науки и техники. Чаще всего технич. Д. т. проявляется при конструировании моделей, приборов, механизмов, несложных машин и др. технич. объектов. Осуществляется преимущественно в процессе внеклассных занятий в школе и во внешкольных учреждениях (станции юных техников, дворцы и дома пионеров и школьников, клубы юных техников и др.), а также на уроках труда и других предметов.

В процессе технич. Д. т. наиболее чётко выделяются 4 основных этапа: постановка технич. задачи, сбор и изучение нужной информации, поиски конкретного решения задачи, материальное осуществление творч. замысла.

Первичной и наиболее массовой формой организации технич. Д. т. является технич. кружок. Профиль технич. кружков, характер и содержание работы в них определяются возрастными особенностями, уровнем подготовки школьников и ма-териально-технич. базой. В младшем школьном возрасте дети ещё не имеют устойчивых технич. интересов, у них наиболее чётко проявляется интерес к машинам вообще, к-рый реализуется в кружках общетехнич. моделирования (простейшие модели и макеты самолётов, кораблей, автомобилей, ракет, с использованием картона, дерева, различных полуфабрикатов и готовых деталей). В среднем школьном возрасте дети увлекаются радиолюбительством и различными видами спортивно-технич. моделизма. У уч-ся старших классов преобладает интерес к реальному проектированию, экспериментам учебно-производственного характера, рационализации производства, моделированию. При поддержке специалистов производства и учёных старшеклассники способны выполнять серьёзные творч. работы рационализаторского и исследовательского характера. В плане спортивно-техническом преобладает конструирование и постройка микролитражных автомобилей, микромотороллеров, катеров, аэросаней и др. В сельских школах создаётся малая с.-х. техника для учебно-опытных участков (микротракторы, мотоплуги, культиваторы и т. п.).

Организация массового технич. Д. т. в СССР относится к нач. 20-х гг. В 1923 при Обществе друзей Воздушного флота (ОДВФ) была создана секция юных друзей Воздушного флота, положившая начало массовому развитию детского авиамоделизма. В 1924 в Москве впервые проводились соревнования авиамоделистов-школьников, в Туле открылась первая в стране губернская выставка технич. Д. т. В 1926 в Москве открылась первая детская технич. станция - ДТС (ныне Центральная станция юных техников РСФСР) - специализированный инструктивно-методич. и консультац. центр технич. Д. т. В конце 20-х и в 30-х гг. ДТС были организованы во мн. городах страны. В 1938 сов. школьники установили ряд мировых рекордов в авиамоделизме. В 1939 работы юных техников СССР демонстрировались на Всемирной выставке в Нью-Йорке, в 1941- на Всесоюзной с.-х. выставке. В годы Великой Отечеств, войны 1941-45 юные техники участвовали в ремонте и изготовлении с.-х. машин и оборудования, радиофикации госпиталей; многие станции юных техников организовали мастерские по выполнению военных заказов. В конце 40-х - нач. 50-х гг. в технич. Д. т. уделяется больше внимания вопросам механизации и электрификации с. х-ва. В конце 50-х - нач. 60-х гг. в школах и внешкольных учреждениях получила широкое развитие творческая работа уч-ся по созданию новых приборов и моделей, различных технич. устройств (модели и приборы по автоматике, телемеханике, действующие малогабаритные транспортные с.-х. машины, электронные приборы и т. п.). Слёты и конкурсы 60-х гг. имели целью развитие среди школьников рационализаторского движения, творческой активности детей в сфере пром. и с.-х. производства, совершенствования уч. пособий и оборудования. Рационализаторская деятельность школьников осуществляется преимущественно на внеклассных занятиях или в сочетании с трудовым обучением. Для конца 60-х гг. характерно появление новых организац. форм технич. Д. т.: школьных конструкторских бюро и организаций Всесоюзного общества изобретателей и рационализаторов - ВОИР, школьных клубов по различным направлениям технич. любительства. С 1967 в СССР систематически проводятся смотры технич. творчества молодёжи (СТТМ), составной частью к-рых является технич. Д. т. Лучшие работы в области технич. Д. т. ежегодно экспонируются на ВДНХ СССР, отмечаются наградами ВДНХ, ЦК ВЛКСМ, ВЦСПС, мин-в просвещения (нар. образования) союзных республик. Выставки работ технич. Д. т. проводятся ежегодно в столицах всех союзных республик, областных, краевых центрах. В конце 60-х гг. интенсивное развитие в технич. Д. т. получила тема космоса, особенно ракетный моделизм. В СССР первые соревнования юных ракетомоделистов были организованы в 1962 в Московской обл. С 1968 систематически проводятся всесоюзные соревнования ракетомоде-листов-школьников. Основные сов. журналы по технич. Д. т.: "Моделист-конструктор" (с 1966), "Юный техник" (с 1956).

В СССР технич. Д. т. является своеобразной школой на пути к творч. труду в производстве, технике, науке. Через него прошли многие изобретатели, рационализаторы, новаторы производства, конструкторы, учёные, в их числе - акад. Б. Е. Патон, авиаконструкторы С. В. Ильюшин, А. С. Яковлев, О. К. Антонов, лётчики-космонавты Г. С. Титов, А. В. Филипченко и др. Развитию технич. Д. т. активно содействовали и содействуют выдающиеся советские учёные Н. Д. Зелинский, С. И. Вавилов, М. А. Лаврентьев, И. И. Артоболевский, Н. Н. Семёнов, А. А. Ляпунов, лётчики-космонавты Ю. А. Гагарин, А. С. Елисеев и др.

Технич. Д. т. успешно развивается в ряде зарубежных стран. В НРБ и ГДР созданы государственно-общественные системы развития технич. Д. т., направленные на посильное участие школьников в рационализации производства, подготовку их к творч. труду в разных областях техники и науки, участие в работе творч. коллективов взрослых. Предпочтение отдаётся изучению электронной техники, автоматики, технич. кибернетики, машино- и станкостроения. В Венгрии, Польше, Чехословакии, Румынии, Югославии в технич. Д. т. преобладает моделизм, к-рым занимаются в клубах и др. учреждениях союзов молодёжи, профсоюзов, предприятий, спортивно-технич. и др. организаций, а также в учреждениях системы просвещения. Основная направленность технич. Д. т.- спортивно-техническая. Во всех социалистич. странах издаются журналы по моделизму и технич. любительству.

Технич. Д. т. развито в ряде капита-листич. стран (напр., Великобритании, США, Франции, Финляндии, Швейцарии); оно осуществляется преимущественно индивидуально, в меньшей степени в любительских клубах и обществах различных профилей; носит обычно спортивно-технич. направленность. Издаётся большое число журналов по различным видам моделизма и технич. любительства.

Художественное творчество. Творческая деятельность детей в области искусства проявляется в виде импровизаций (рассказы, стихи, мелодии, танцевальные движения, игры) и созданных в процессе её рисунков, лепных поделок, вышивок, аппликаций, лит. произведений, художеств, композиций, монтажей и др. Приобщаясь к процессу творчества, дети более осознанно и заинтересованно судят о явлениях культуры. Д. т. в области иск-ва активно содействует воспитанию эстетич. вкуса детей, их художеств, образованию.

В раннем возрасте отличительной особенностью художеств. Д. т. является его импровизационный характер. Однако из этого не следует, что художеств. Д. т. исключает руководство им со стороны взрослых. С позиций социалистич. педагогики художеств. Д. т.-по преимуществу опосредуемое и управляемое явление. Высокая значимость непосредственных индивидуальных факторов очевидна лишь в случае высокой одарённости.

Но и одарённые дети нуждаются в серьёзном руководстве (и даже более, чем рядовые).

Проблема пед. руководства - основная науч. практич. проблема развития художеств. Д. т. В связи с этим традиционно решаются вопросы взаимоотношения профессионального иск-ва и художественного Д. т., возрастных особенностей, взаимовлияния учителя и ученика, усвоения художественных навыков и традиций и самостоятельного отражения жизни.

Между различными видами художеств. Д. т. существует тесная взаимосвязь, к-рая нашла наиболее убедительное истолкование в теории т. н. сензитивных периодов детского развития (Л. С. Выготский, Б. Г. Ананьев) - о изменяющейся с возрастом расположенности ребёнка к различным видам художеств, творчества и восприятия, о последовательной смене в детстве и юности предпочтительного интереса (периодов актуальности) к тан-цевально-драматич., изобразительной, лит. и муз. деятельности и изменении восприятия.

Изобразительное Д. т. раньше других видов самодеятельности стало предметом науч.-пед. исследований. Художеств, достоинства детского рисунка и его значение как документа, отражающего возрастные особенности детской психики, ещё с конца 19 в. привлекли внимание учёных (К. Риччи - Италия, Дж. Салли - Великобритания, К. Лампрехт, 3. Левенштейн, Г. Кершенштейнер - Германия). В прошлом столетии преподаванию рисунка было свойственно механич. перенесение на ребёнка методов работы со взрослыми проф. художниками. Прогресс знаний о ребёнке и его творчестве сравнительно быстро привёл к пересмотру методики руководства детьми и к созданию новых пед. и художеств, теорий и систем. На бурж. пед. теории оказывают влияние формалистич. художеств, течения, идеалистич. взгляды на историю и духовное развитие человека (биогене-тич. теория, психоанализ 3. Фрейда, архетипы К. Юнга и т.п.). В 20-е гг. 20 в. австр. педагог Ф. Чижек выдвинул идею свободы и неприкосновенности детского художеств, выражения в рисунке, приведшую его последователей к попыткам полного устранения учебных моментов, педоцентризму и "педагогическому невмешательству". В 30-50-е гг. бурж. теории Д. т. приобрели философско-психологич. уклон (В. Лоунфельд - США, Г. Рид -Великобритания, С. Френе - Франция). Получила распространение и теория естественного развёртывания художеств, потенции (Г. Бритш - Швейцария). Наиболее влиятельной была амер. школа. В 60-е гг. наметился возврат к реалистич. тенденциям в теории и практике руководства изобразительным Д. т. Одновременно получил хождение узкий практицизм, ориентация на воспитание пассивного "культурного потребителя" художеств, ценностей.

В СССР сложилась гос. система художеств, воспитания детей. Её основы были заложены Н. К. Крупской, А. В. Луначарским. Одним из первых сов. теоретиков художеств. Д. т. был А. В. Баку-шинский. Сов. художеств, воспитание после короткого периода увлечения в 20-е гг. биогенетич. теорией и практикой "пед. невмешательства" перешло к систематич. накоплению фактов о развитии Д. т. в условиях целенаправленного руководства на базе освоения детьми реалистич. изображения. Анализ мирового опыта в теории и практике руководства изобразительным Д. т. подтверждает справедливость такой ориентации. Педагоги и методисты мн. стран активно изучают теорию изобразительного Д. т., разработанную в СССР Е. И. Игнатьевым, Н. Н. Волковым, Л. С. Выготским, В. И. Кире-енко, Г. В. Лабунской, Е. Е. Рожковой, Н. П. Сакулиной, Е. А. флериной.

Изобразительное творчество - самое массовое среди детей, не достигших подросткового возраста. Изображать узнаваемые предметы ребёнок начинает, как правило, с 3-4 лет. Изображение малыша наглядно-действенно. Наряду с рисованием ему особенно доступны конструктивные и пластические виды изобразительной деятельности. Позднее детский рисунок - это графический рассказ с игровым уклоном и сюжетностью. С 9-10 лет юные рисовальщики проявляют активный интерес к осмысленным графическим навыкам. При отсутствии достаточного обучения рисунок перестаёт отвечать более зрелым требованиям юного автора, и он бросает рисовать. В условиях систематич. обучения (или активного самообразования) отроческое изображение безболезненно вступает в полосу ч предметного рисунка" с тщательной разработкой деталей. Опыт лучших педагогов (В. С. Щербаков) показывает, что предметный рисунок младшего подростка закономерно приобретает новые творч. качества. Подростки и юноши проявляют повышенный интерес к вопросам художественного мастерства, а некоторые из них ищут в искусстве своё призвание. Возросшие духовные возможности подростка способствуют формированию полноценного восприятия произведений проф. иск-ва и мирового художественного наследия.

Элементы литературного Д. т. проявляются у ребёнка с того момента, когда он, овладевая родной речью, начинает манипулировать словами, играть ими, складывать в разных сочетаниях, подчас только ритмически передающих настроение. На ранней стадии - примерно от 2 до 5 лет - лит. Д. т. является частью игры. В этот период трудно провести грань между лирич. и эпич. элементами в Д. т., более того, трудно отделить лит. творчество от др. видов художеств, деятельности: ребёнок рисует, одновременно сочиняет стихи или рассказ на тему рисунка, напевая и приплясывая при этом,- всё это отражает синкретизм Д. т. С возрастом лит. творчество детей становится всё более целенаправленным. Приходит понимание общественной ценности лит. произведений, и создание их становится целью творч. процесса. Отчётливее проявляются склонности к различным лит. жанрам - поэзии, прозе. Под руководством педагога юные авторы пробуют себя в таких жанрах, как очерк, репортаж, интервью, рецензия. Творч. начало проявляется и в наиболее массовом виде лит. творчества подростков и юношества -школьном сочинении. Литературно-творч. способности уч-ся развиваются в процессе авторского участия в школьных стенгазетах, рукописных альманахах и журналах, лит. кружках и др.

Д. т. в области музыки рассматривается не как процесс создания произведений иск-ва, а как один из методов муз. воспитания. С большим вниманием относились к муз. Д. т. выдающиеся сов. музыканты-педагоги и теоретики Б. В.

Асафьев и Б. Л. Яворский. Проблемы муз. Д. т. широко исследовались Ин-том дошкольного воспитания АПН СССР (Н. А. Ветлугиной). Значительный вклад в муз. воспитание и образование детей внесён Д. Б. Кабалевским, В. Н. Шацкой, В. С. Локтевым и др.

Во многих странах в 60-е гг. 20 в. стала применяться т. н. релятивная система муз. обучения, в к-рой важное место занимает импровизация. Эта система была разработана на основе нац. муз. традиций выдающимся венг. композитором З. Кодаем, а затем и педагогами ряда др. стран (в т. ч. СССР) применительно к своим нац. муз. традициям.

В 60-е гг. большую популярность приобрели фото- и кинолюбительство детей, также развивающее детские художественно-творческие способности. Самостоятельность детей проявляется в выборе сюжета и композиций, в разработке сценария фильма.

В исполнительских видах художеств. деятельности детей (в театральных, хо-реографич., хоровых, оркестровых и др. самодеятельных коллективах) заложены большие возможности развития творческих способностей, самостоятельности в интерпретации порученной роли, муз. произведения, читаемого текста.

Развитию художеств. Д. т. способствуют занятия пением, ритмикой, рисованием, лепкой и др., организуемые в детских садах; уроки лит-ры, музыки и пения, рисования, а также факультативные занятия иск-вом в общеобразовательной школе; различные ученические художеств. кружки и коллективы в школах, внешкольных и культурно-просвет. учреждениях; сеть муз. и спец. художеств. школ для одарённых детей; регулярно проводимые выставки, смотры, конкурсы художеств. Д. т. Всё более заметной становится роль семьи в творческом развитии детей.

В нач. 30-х гг. для оказания помощи школе и внешкольным учреждениям в эстетич. воспитании детей и развитии художественного Д. т. в областных, краевых и республиканских центрах СССР были созданы дома художеств, воспитания, спец. научно-методич. учреждения. В домах работали кружки и студии по различным видам иск-ва, коллективы детской художеств. самодеятельности. В 1952 дома художеств, воспитания были объединены с дворцами и домами пионеров и школьников (Центр. дом художеств, воспитания в Москве в 1946 преобразован в Ин-т АПН РСФСР, ныне Н.-и. ин-т художеств, воспитания АПН СССР).

Изучение Д. т. сосредоточено в н.-и. ин-тах Академии пед. наук СССР: технического - в НИИ трудового обучения и проф. ориентации, художественного -в НИИ художеств, воспитания.

Музейные коллекции произв. художеств. Д. т. имеются в Ленинграде, Киеве, Ереване и др. Крупные центры художеств. Д. т. есть в Индии (Дели), Югосла-вии (Нови-Сад), Франции (Севр), Италии (Флоренция), США (при Музее совр. иск-ва в Нью-Йорке, Колумбийском ун-те и др.). С конца 19 в.-позднее в рамках деятельности ЮНЕСКО -действуют междунар. организации, способствующие развитию художеств. Д. т.

Илл. см. на вклейках - к стр. 168-169 и табл. XII (стр. 176-177).

Лит.: Толмачев В., Техническое любительство, М.- Л., 1932; Куличенко В. Ф. и Волков А. И., Будущие инженеры, М., 1937; Разумовский В. Г., Развитие технического творчества учащихся, М., 1961; Войцеховский Б. Т., Развитие творчества учащихся при конструировании, М., 1962; Кудрявцев Т. В. и Якиманская И. С., Развитие технического мышления учащихся, М., 1964: Коме кий Д. М., Столяров Ю. С., Автоматика и кибернетика в физико-техническом кружке, М., 1964; Столяров Ю., Юные конструкторы и техническое творчество, М., 1966; Техническое творчество школьников. Сборник, М., 1969. Бакушинский А. В., Художественное творчество и воспитание, М., 1925; Ветлу-гина Н. А., Музыкальное развитие ребенка, М., 1968; Выготский Л. С., Воображение и творчество в детском возрасте, 2 изд., М., 1967; Игнатьев Е. И., Психология изобразительной деятельности детей, 2 изд., М., 1961; Искусство и дети. Эстетическое воспитание за рубежом. Сборник, М., 1969; Лабунская Г. В., Изобразительное творчество детей, М., 1965; Сакулина Н. П.. Рисование в дошкольном детстве, М., 1965; Толстой Л. Н., Собр. соч. в 20 томах, т. 15, М., 1964; Чуковский К.И., От двух до пяти, 19 изд., М., 1966; Harris D., Children's drawings as measures of intellectual maturity. N. Y., 1963; LowenfeldV., Creative and mental growth, 4ed., N. Y.. 1964; Read H., Education through art, L., 1965.

Ю. С. Столяров, Б. П. Юсов, В.И. Лейбсон.

ДЕТСКО-ЮНОШЕСКИЕ СПОРТИВНЫЕ ШКОЛЫ (ДЮСШ) в СССР, внешкольные спец. спортивные учреждения, основной задачей к-рых является подготовка и физическое воспитание высококвалифицированных юных спортсменов, а также общественного физкультурного актива для ведения массовой работы по физич. культуре и спорту в школе и пионерской организации. Различают ДЮСШ комплексные (по нескольким видам спорта) или специализированные (по одному виду спорта). ДЮСШ создаются в системе мин-в просвещения (нар. образования) союзных республик, Мин-ва путей сообщения СССР, добровольных спортивных обществ и ведомств и действуют на основе утверждённого типового положения.

По формам, организации и задачам ДЮСШ могут быть районными, городскими, областными, центральными и республиканскими. Приём в школы производится по рекомендации общеобразовательных школ и на основе отбора детей и подростков, имеющих соответствующую физич. подготовку. В соответствии с особенностями отдельных видов спорта возраст детей и подростков, принимаемых в школы, от 8 до 14 лет. Как правило, в школах организуют группы: подготовительная, 2-го и 1-го юношеских спортивных разрядов, 2-го и 1-го спортивных разрядов взрослых, кандидатов в мастера спорта, мастеров спорта. Срок обучения в группе - 1-2 года. Для каждого года обучения установлены нормативы по общей и специальной физической подготовке и уровню спортивных достижений уч-ся.

В 1971 в СССР было 3813 ДЮСШ (ок. 1,3 млн. уч-ся), в т. ч. 2434 школы (ок. 1 млн. уч-ся) в системе органов нар. образования, 1245 (340 тыс. уч-ся) - в системе добровольных спортивных обществ. Ю. К. Деревягин.

ДЕТУШ (Destouches) (прозвище; наст. имя и фам. Филипп Н е р и к о, Nericault) (9.4.1680, Тур, - 4.7.1754, замок Фортуазо, близ Мелёна, деп. Сена и Марна), французский драматург. С 1723 чл. Франц. академии. Писал комедии характеров: "Неблагодарный" (1712), "Клеветник" (1715), "Мот" (1736, рус. пер. 1789). Лучшая его комедия "Тщеславный" (1732) осмеивает дворянское самомнение. Д. следовал класси-цистич. поэтике Н. Буало, однако в поздних пьесах комич. элемент значительно ослабевает, появляются "чувствительные" сцены. В ряде комедий Д. выступает против сословных предрассудков: "Женатый философ" (1727, рус. пер. 1827), "Притворная Агнеса" (изд. 1736, пост. 1759, рус. пер. 1764).

Соч.: Euvres dramatiques, v. 1-10, P., 1755-58; то же, v. 1-6, P., 1822.

Лит.: История французской литературы, т. 1, М.- Л., 1946, с. 706-09; История западно-европейского театра, т. 2, М., 1957; Hankiss J., Ph. Nericault-Destouches, 1'homme et 1'oeuvre, Debreczen, 1920.

И. А. Лилеева.

ДЕ TXAM, Д е Т а м (De Tham) (De -военачальник; полностью - X о а н г X о а Т х а м , Hoang Hoa Tham) (ок. 1857-10.2.1913), руководитель вооруж. выступлений против франц. колонизаторов в Сев. Вьетнаме в кон. 19 -нач. 20 вв. В национально-освободит. борьбу включился с 1887. В период с 1893 по 1913 возглавлял крест, движение в р-не Йентхе пров. Бакжанг, к-рое до 1896 являлось составной частью освободительного движения "Как выонг". В 1897 франц. колонизаторы, к-рым не удалось сломить сопротивление армии Де Т., заключили с ним перемирие и признали его власть над отдельным р-ном. В нач. 20 в. Де Т. оказал поддержку сторонникам одного из идеологов нарождающейся буржуазии Фан Бой Тяу. В эти же годы им был подготовлен ряд антифранц. выступлений. В 1909 франц. колонизаторы, нарушив соглашение 1897, начали наступление на укреплённый р-н Де Т. Его отряды, не получив поддержки из др. р-нов страны, потерпели поражение. Де Т. был вынужден скрываться у крестьян. В 1913 он был убит предателями. Де Т.- один из нац. героев вьетнамского народа.

И. М. Щедрое.

ДЕУЛИНСКОЕ ПЕРЕМИРИЕ 1618, заключено 1 дек. между Рус. гос-вом и Речью Посполитой на 14,5 лет в с. Де-улино, близ Троице-Сергиева монастыря (совр. г. Загорск), после неудавшейся попытки польского войска во главе с королевичем Владиславом в 1617-18 захватить Москву. В состав рус. делегации входили бояре Ф. И. Шереметев, Д. И. Мезецкий, окольничий А. В. Измайлов и др., польск. посольство возглавляли А. Новодворский, Л. Сапега, Я. Гонсевский. Чтобы получить передышку, рус. пр-во было вынуждено уступить Польше смоленские (за исключением Вязьмы), черниговские, новгород-север-ские земли с 29 городами, в т.ч. Смоленск. Королевич Владислав, ссылаясь на соглашение с боярами-изменниками в 1610 и на то, что нек-рые москвичи признали его царём в 1611, не отказывался от претензии на рус. престол. После Д. п. был проведён размен пленными, в результате к-рого в Москву вернулся находившийся в плену отец царя Михаила Романова патриарх Филарет и др. Д. п. не разрешило конфликта России с Польшей. Тяжёлые условия Д. п. полностью были ликвидированы в результате войн с Речью Посполитой в 1632-34, 1654-67 (см. Андрусовское перемирие 1667, "Вечный мир" 1686).

Лит.: С а в и ч А. А., Деулинское перемирие 1618 г., "Уч. зап. Московского государственного педагогического ин-та им. К. Либкнехта", т. 4, Серия историческая, 1939, в. 2.

ДЕУС ЭКС МАХИНА (лат. deus ex machina, букв.- бог из машины), драматургический и постановочный приём в др.-греч. театре: внезапное появление на сцене божества, приводящее действие к развязке. Его вмешательство разрешало конфликт, лежащий в основе трагедии, определяло судьбу героев. Приём Д. э. м. осуществлялся при помощи специальной подъёмной машины - эоремы. Этот приём использован в трагедии Софокла "Филоктет" и в трагедиях Еврипида -"Елена", "Ипполит", "Ифигения в Тавриде", "Ион", "Электра" и др.

В переносном смысле выражение Д. э. м. применяют к неожиданному разрешению какого-либо конфликта.

ДЕУТЕРОЦЕЛЬ (от греч. deuteros -второй и koilos - полый), то же, что вторичная полость тела, или целом.

ДЕ-ФАКТО (лат. de facto, букв.- на деле), фактически; в междунар. праве одна из форм признания гос-ва или правительства, означающая официальное, но неполное признание. Обычно признание Де-ф. носит временный характер, является как бы переходным этапом перед признанием де-юре. См. также Признание государства.

ДЕФЕКАТОР (от лат. defaeco - очищаю от осадка, гущи, мути) в сахарном производстве, аппарат для очистки свекловичного сока от примесей с помощью извести. Д. выпускаются периодич. и непрерывного действия. Последние наиболее распространены. Применяются для предварит, и основной дефекации (см. Сахар). В котле предварит, дефекации к соку добавляется небольшое количество извести (0,2-0,3% ) для создания оптимальных условий коагуляции белков и коллоидных веществ. Основная дефекация - введение ок. 2-3% извести (от массы свёклы) для создания избытка извести, к-рый при дальнейшей обработке углекислым газом - сатурации (адсорбц. очистка сока) переходит в раствор. В зависимости от конструкции котла Д. предварит, дефекации делятся на много- и однокот-ловые, последние бывают вертикальные (одно- и многокамерные) и горизонтальные. В вертикальных Д. сок подаётся снизу вверх, в горизонтальных - с одного конца. Д. непрерывного действия - вертикальный сборник цилиндрич. формы с мешалкой внутри.

ДЕФЕКАЦИОННАЯ ГРЯЗЬ, дефекат, отход свеклосахарного производства, содержащий известь. Образуется в процессе очистки свекловичного сока. Выход Д. г. 8-12% массы перерабатываемой свёклы. В свежей Д. г. ок. 40% воды. Подсушенная до сыпучего состояния (влажность 25-30% ) она содержит (в %): извести углекислой (с примесью едкой) 60-75, органич. веществ 10-15, азота 0,2-0,7, фосфора (Р2О5) 0,2-0,9, калия (К2О) 0,5-1, нек-рое кол-во магния, серы и микроэлементов. Является хорошим известковым удобрением, к-рое применяют (в СССР ежегодно до 3 млн. т) для известкования дерново-подзолистых и серых лесных почв, оподзо-ленных и выщелоченных чернозёмов с гидролитич. кислотностью (см. Кислотность почвы) не менее 2 мг-экв на 100 г, преимущественно в р-нах свеклосеяния. Доза Д. г. (рассчитывают по полной гидролитич. кислотности) 3-5 т/га.

ДЕФЕКАЦИЯ (от лат. defaecatio - очищение) (биол.), выведение неусвоенных организмом остатков пищи из пищеварительного тракта. У млекопитающих животных и человека - опорожнение толстых кишок от каловых масс. При Д. рефлекторно расслабляются сфинктеры, закрывающие прямую кишку, и кал выбрасывается перистальтическими движениями толстой и прямой кишок. Центр рефлекса Д. находится в поясничной части спинного мозга. Произвольные влияния, побуждающие или задерживающие Д., идут от коры головного мозга.

ДЕФЕКАЦИЯ в сахарном производстве, очистка сырого свекловичного сока от посторонних примесей (см. Дефекатор).

ДЕФЕКТ МАСС, разность между массой атома данного изотопа, выраженной в атомных единицах массы, и массовым числом, равным числу нуклонов в ядре данного изотопа. Д. м. связан с энергией связи нуклонов в ядре и характеризует устойчивость данного ядра. Иногда пользуются Д. м., отнесённым к одному нуклону, называемому упаковочным множителем (см. Ядро атомное).

ДЕФЕКТОЛОГИЯ (от лат. defectus - недостаток и ...логия), научная отрасль, изучающая закономерности и особенности развития детей с физическими и психич. недостатками и вопросы их обучения и воспитания.

В Д. входят специальные педагогики: сурдопедагогика (изучающая процессы воспитания и обучения детей с недостатками слуха); тифлопедагогика (процессы воспитания и обучения детей с дефектами зрения); олигофренопедагогика (проблемы воспитания и обучения умственно отсталых детей); логопедия (проблемы изучения и исправления недостатков речи). Д. включает также проблемы обучения и воспитания детей со сложными дефектами (слепоглухонемота, слепота или глухонемота с интеллектуальными нарушениями и др.). К Д., кроме того, относятся специальная психология, охватывающая психологич. изучение детей с упомянутыми выше дефектами развития, а также сурдотехника и тифло-техника, разрабатывающие технич. средства обучения, коррекции и компенсации дефекта. Внутри Д. продолжается дифференциация и возникновение новых областей (напр., области изучения детей с временными задержками психич. развития, с двигательными нарушениями и др.); в область Д. включаются вопросы, связанные с общеобразоват. и проф. подготовкой взрослых с дефектами, напр, зрения и слуха.

Как целостная отрасль знания Д. складывается в результате развития и сближения отдельных её областей, установления общих закономерностей в развитии, обучении и воспитании детей с разными видами дефектов. Большое значение для выявления этих закономерностей имеет применение комплексного разностороннего подхода к изучению аномальных детей с участием педагогов, врачей, физиологов, психологов и др. специалистов.

Клинико-физиологическое и психологическое изучение аномальных детей составляет естественнонаучную основу входящих в Д. спец. педагогик. На данных этого изучения базируется решение вопросов о сроках, системе и методах обучения и воспитания детей с тем или иным типом нарушений в развитии, о путях и средствах коррекции и компенсации недостатков их развития через систему спец. обучения и воспитания, включая их подготовку к общественно полезному труду.

Д. тесно связана с рядом смежных наук - невропатологией, патофизиологией, общей и мед. генетикой, патопси-хол'огией, педагогической и детской психологией, общей педагогикой, языкознанием и др. В свою очередь, она даёт уникальный материал для этих наук, а также для теории познания.

Сов. Д. сложилась в борьбе с идеали-стич. концепциями в области закономерностей развития аномального ребёнка, порождавшими теории о крайней ограниченности возможностей развития аномальных детей, сводившими осн. задачу Д. к приспособлению аномальных детей к элементарному физическому труду. Благоприятной основой для развития сов. Д. явились законодательные акты Сов. гос-ва, к-рыми обучение и воспитание аномальных детей было включено в общегос. систему нар. образования, а затем введено всеобщее обязательное обучение этих детей, а также созданы спец. н.-и. учреждения и уч. заведения для подготовки специалистов-дефектологов (см. в ст. Педагогическое образование). Научная разработка вопросов Д. в СССР ведётся в Н.-и. ин-те дефектологии АПН СССР (Москва), ин-тах педагогики и психологии УССР (Киев) и в нек-рых др. научных учреждениях, а также на кафедрах дефектологич. ф-тов пед. ин-тов. Значительная научно-методическая работа проводится учителями спец. школ. Выходили сборники ч Учебно-воспитательная работа в специальных школах" (1940-57) и "Специальная школа" (1958-68). С 1969 издаётся журн. "Дефектология".

За рубежом (кроме социалистич. стран) вместо понятия Д. применяется более ограниченное понятие "специальное обучение" (special education), сужающее область Д. как науки и имеющее в значит, мере прагматич. направленность. В ФРГ, Австрии и Швейцарии распространено также более узкое понятие "лечебная педагогика" ("Heilpadagogik").

Лит.; Д о б р о в а А. Д., Очерк истории советской дефектологии (1917 - 1929), М., 1952 (дисс.); Основы обучения и воспитания аномальных детей, М., 1965; Дьячков А. И., Развитие советской дефектологии, "Советская педагогика", 1967, >Jb 9; Дефектологический словарь, 2 изд., М., 1970.

В. И. Лубовский.

"ДЕФЕКТОЛОГИЯ", научно-методич. журнал, орган АПН СССР, издаётся в Москве с 1969. Периодичность - 6 раз в год. Освещает проблемы теории и практики обучения и воспитания (дошкольного и школьного) детей с нарушениями умств. и физич. развития, общего и проф. обучения взрослых глухих и слепых, дефектологического образования и т. п. Популяризирует передовой опыт спец. школ и дошкольных учреждений. Публикует материалы о новых технич. средствах и пособиях для обучения аномальных детей, советы и консультации. Тираж (1971) ок. 19 тыс. экз.

ДЕФЕКТОСКОП (от лат. defectus -недостаток и ...скоп), устройство для обнаружения дефектов в изделиях из различных металлич. и неметаллич. материалов методами неразрушающего контроля. Различают Д. магнитные, рентгеновские, ультразвуковые, электроиндуктивные, капиллярные и др. (см. Дефектоскопия). Д. выполняются в виде переносных, лабораторных приборов или стационарных установок. Переносные Д. обычно имеют простейшие индикаторы для обнаружения дефектов (стрелочный прибор, световой или звуковой сигнализатор и т. д.), лабораторные Д., более чувствительные, часто оснащаются осцил-лоскопич. и цифровыми индикаторами. В стационарных Д., наиболее универсальных, предусмотрены самозаписывающие устройства для регистрации показаний и их объективной оценки. Нек-рые Д. позволяют проверять изделия, движущиеся со значит, скоростью (напр., трубы в процессе прокатки), или сами могут передвигаться с большой скоростью относительно изделия (напр., рельсовые Д., тележки и вагоны). Существуют Д. для контроля изделий, нагретых до высокой темп-ры. Д. С. Шрайбер.

ДЕФЕКТОСКОПИЯ (от лат. defectus -недостаток и ...скопия), комплекс методов и средств неразрущающего контроля материалов и изделий с целью обнаружения дефектов. Д. включает: разработку методов и аппаратуру (дефектоскопы и др.); составление методик контроля; обработку показаний дефектоскопов.

Вследствие несовершенства технологии изготовления или в результате эксплуатации в тяжёлых условиях в изделиях появляются различные дефекты - нарушения сплошности или однородности материала, отклонения от заданного химич. состава или структуры, а также от заданных размеров. Дефекты изменяют физич. свойства материала (плотность, электропроводность, магнитные, упругие свойства и др.). В основе существующих методов Д. лежит исследование физич. свойств материалов при воздействии на них рентгеновских, инфракрасных, ультрафиолетовых и гамма-лучей, радиоволн, ультразвуковых колебаний, магнитного и электростатического полей и др.

Наиболее простым методом Д. является визуальный - невооружённым глазом или с помощью оптич. приборов (напр., лупы). Для осмотра внутр. поверхностей, глубоких полостей и труднодоступных мест применяют спец. трубки с призмами и миниатюрными осветителями (диоптрийные трубки) и телевизионные трубки. Используют также лазеры для контроля, напр, качества поверхности тонкой проволоки и др. Визуальная Д. позволяет обнаруживать только поверхностные дефекты (трещины, плены и др.) в металлич. изделиях и внутренние дефекты в изделиях из стекла или прозрачных для видимого света пластмасс. Минимальный размер дефектов, обнаруживаемых невооружённым глазом, составляет 0,1-0,2 мм, а при использовании оптич. систем - десятки мкм.

Рентгенодефектоскоп и я основана на поглощении рентгеновских лучей, к-рое зависит от плотности среды и атомного номера элементов, образующих материал среды. Наличие таких дефектов, как трещины, раковины или включения инородного материала, приводит к тому, что проходящие через материал лучи (рис. 1) ослабляются в различной степени. Регистрируя распределение интенсивности проходящих лучей, можно определить наличие и расположение различных неоднородностей материала.

Интенсивность лучей регистрируют неск. методами. Фотографич. методами получают снимок детали на плёнке. Визуальный метод основан на наблюдении изображения детали на флуоресцирующем экране.

Рис. 1. Схема рентгеновского просвечивания: 1- источник рентгеновского излучения; 2- пучок рентгеновских лучей; 3- деталь; 4- внутренний дефект в детали; 5-невидимое глазом рентгеновское изображение за деталью; 6-регистратор рентгеновского изображения.

Более эффективен этот метод при использовании электронно-оптических преобразователей. При ксе-рографическом методе получают изображения на металлич. пластинках, покрытых слоем вещества, поверхности к-рого сообщён электростатич. заряд. На пластинах, к-рые могут быть использованы многократно, получают контрастные снимки. Ионизационный метод основан на измерении интенсивности электромагнитного излучения по его ионизирующему действию, напр, на газ. В этом случае индикатор можно устанавливать на достаточном расстоянии от изделия, что позволяет контролировать изделия, нагретые до высокой темп-ры.

Чувствительность методов рентгеноде-фектоскопии определяется отношением протяжённости дефекта в направлении просвечивания к толщине детали в этом сечении и для различных материалов составляет 1-10%. Применение рентге-нодефектоскопии эффективно для деталей сравнительно небольшой толщины, т. к. проникающая способность рентгеновских лучей с увеличением их энергии возрастает незначительно. Рентгено-дефектоскопию применяют для определения раковин, грубых трещин, ликва-ционных включений в литых и сварных стальных изделиях толщиной до 80 мм и в изделиях из лёгких сплавов толщиной до 250 мм. Для этого используют пром. рентгеновские установки с энергией излучения от 5-10 до 200-400 кэв (1 эв = 1,60210- 10-19 дж). Изделия большой толщины (до 500 мм) просвечивают сверхжёстким электромагнитным излучением с энергией в десятки Мэв, получаемым в бетатроне.

Гамм а-д ефектоскопия имеет те же физические основы, что и рент-тенодефектоскопия, но используется излучение гамма-лучей, испускаемых искусственными радиоактивными изотопами различных металлов (кобальта, иридия, европия и др.). Используют энергию излучения от неск. десятков кэв до 1-2 Мэв для просвечивания деталей большой толщины (рис. 2). Этот метод имеет существ, преимущества перед рент-генодефектоскопией: аппаратура для гамма-дефектоскопии сравнительно проста, источник излучения компактный, что позволяет обследовать труднодоступные участки изделий. Кроме того, этим методом можно пользоваться, когда применение рентгенодефектоскопии затруднено (напр., в полевых условиях). При работе с источниками рентгеновского и гамма-излучений должна быть обеспечена биол. защита.

Рис. 2. Снимок в гамма-излучении (а) и фотография разреза прибыли (б) слитка массой около 500 кг; видна усадочная раковина.

Радиодефектоскопия основана на проникающих свойствах радиоволн сантиметрового и миллиметрового диапазонов (микрорадиоволн), позволяет обнаруживать дефекты гл. обр. на поверхности изделий обычно из неметаллич. материалов. Радиодефектоскопия металлич. изделий из-за малой проникающей способности микрорадиоволн ограничена (см. Скин-эффект). Этим методом определяют дефекты в стальных листах, прутках, проволоке в процессе их изготовления, а также измеряют их толщину или диаметр, толщину диэлектрич. покрытий и т. д. От генератора, работающего в непрерывном или импульсном режиме, микрорадиоволны через рупорные антенны, проникают в изделие и, пройдя усилитель принятых сигналов, регистрируются приёмным устройством.

Инфракрасная Д. использует инфракрасные (тепловые) лучи (см. Инфракрасное излучение) для обнаружения непрозрачных для видимого света включений. Т. н. инфракрасное изображение дефекта получают в проходящем, отражённом или собств. излучении исследуемого изделия. Этим методом контролируют изделия, нагревающиеся в процессе работы. Дефектные участки в изделии изменяют тепловой поток. Поток инфракрасного излучения пропускают через изделие и регистрируют его распределение теплочувствительным приёмником. Неоднородность строения материалов можно исследовать также методом ультра фиолетовой Д.

Магнитная Д. основана на исследовании искажений магнитного поля, возникающих в местах дефектов в изделиях из ферромагнитных материалов. Индикатором может служить магнитный порошок (закись-окись железа) или его суспензия в масле с дисперсностью частиц 5-10 мкм. При намагничивании изделия порошок оседает в местах расположения дефектов (метод магнитного порошка). Поле рассеяния можно фиксировать на магнитной ленте, которую накладывают на исследуемый участок намагниченного изделия (маг-нитографич. метод). Используют также малогабаритные датчики (феррозонды), которые при движении по изделию в месте дефекта указывают на изменения импульса тока, регистрирующиеся на экране осциллоскопа (феррозондовый метод).

Чувствительность метода магнитной Д. зависит от магнитных характеристик материалов, применяемых индикаторов, режимов намагничивания изделий и др. Методом магнитного порошка можно обнаруживать трещины и др. дефекты на глубине до 2 мм (рис. 3), магни-тографич. методом контролируют гл. обр. сварные швы трубопроводов толщиной до 10-12 мм и обнаруживают тонкие трещины и непровар. Феррозондовый метод наиболее целесообразен для обнаружения дефектов на глубине до 10 мм и в отд. случаях до 20 мм в изделиях правильной формы. Этот метод позволяет полностью автоматизировать контроль и разбраковку. Намагничивание изделий производится магнитными дефектоскопами (рис. 4), создающими магнитные поля достаточной напряжённости. После проведения контроля изделия тщательно размагничивают.

Методы магнитной Д. применяют для исследования структуры материалов (магнитная структурометрия) и измерения толщины (магнитная толщинометрия). Магнитная структурометрия основана на определении осн. магнитных характеристик материала (коэрцитивной силы, индукции, остаточной намагниченности, магнитной проницаемости). Эти характеристики, как правило, зависят от структурного состояния сплава, подвергаемого различной термич. обработке.

Рис. 3. Осадок магнитного порошка (из суспензии) на невидимых глазом закалочных трещинах в стальной детали.

Рис. 4. Универсальный магнитный дефектоскоп с электронным управлением. Контролируемая деталь (вал) установлена в бабкахдефектоскопа.

Магнитную структурометрию применяют для определения структурных составляющих сплава, находящихся в нём в небольшом количестве и по своим магнитным характеристикам значительно отличающихся от основы сплава, для измерения глубины цементации, поверхностной закалки и т. п. Магнитная толщино-метрия основана на измерении силы притяжения постоянного магнита или электромагнита к поверхности изделия из ферромагнитного материала, на к-рую нанесён слой немагнитного покрытия, и позволяет определять толщину покрытия.

Электроиндуктивная (токовихревая) Д. основана на возбуждении вихревых токов переменным магнитным полем датчика дефектоскопа. Вихревые токи создают своё поле, противоположное по знаку возбуждающему. В результате взаимодействия этих полей изменяется полное сопротивление катушки датчика, что и отмечает индикатор. Показания индикатора зависят от электропроводности и магнитной проницаемости металла, размеров изделия, а также изменений электропроводности из-за структурных неоднородностей или нарушений сплошности металла.

Датчики токовихревых дефектоскопов выполняют в виде катушек индуктивности, внутри к-рых помещают изделие (проходные датчики), или к-рые накладывают на изделие (накладные датчики). Применение токовихревой Д. п .-зволяет автоматизировать контроль качества проволоки, прутков, труб, профилей, движущихся в процессе их изготовления со значит, скоростями, вести непрерывное измерение размеров. Токо-вихревыми дефектоскопами можно контролировать качество термич. обработки, оценивать загрязнённость высокоэлектропроводных металлов (меди, алюминия), определять глубину слоев химико-термич. обработки с точностью до 3%, рассортировывать нек-рые материалы по маркам, измерять электропроводность неферромагнитных материалов с точностью до 1 %, обнаруживать поверхностные трещины глубиной в неск. мкм при протяжённости их в неск. десятых долей мм.

Термоэлектрическая Д. основана на измерении электродвижущей силы (термоэдс), возникающей в замкнутой цепи при нагреве места контакта двух разнородных материалов. Если один из этих материалов принять за эталон, то при заданной разности темп-р горячего и холодного контактов величина и знак термоэдс будут определяться химия, составом второго материала. Этот метод обычно применяют в тех случаях, когда требуется определить марку материала, из к-рого состоит полуфабрикат или элемент конструкции (в т. ч. и в готовой конструкции).

Трибоэлектрическая Д. основана на измерении электродвижущей силы, возникающей при трении разнородных материалов (см. Трибометрия). Измеряя разность потенциалов между эталонными и испытуемыми материалами, можно различить марки некоторых сплавов.

Электростатическая Д. основана на использовании электростатического поля, в к-рое помещают изделие. Для обнаружения поверхностных трещин в изделиях из неэлектропроводных материалов (фарфора, стекла, пластмасс), а также из металлов, покрытых теми же материалами, изделие опыляют тонким порошком мела из пульверизатора с эбонитовым наконечником (порошковый метод). При этом частицы мела получают положит, заряд. В результате неоднородности электростатич. поля частицы мела скапливаются у краёв трещин. Этот метод применяют также для контроля изделий из изоляционных материалов. Перед опылением их необходимо смочить ионогенной жидкостью.

Ультразвуковая Д. основана на использовании упругих колебаний (см. Упругие волны), гл. обр. ультразвукового диапазона частот. Нарушения сплошности или однородности среды влияют на распространение упругих волн в изделии или на режим колебаний изделия. Осн. методы: эхометод, теневой, резонансный, велосимметрический (собственно ультразвуковые методы), импе-дансный и метод свободных колебаний (акустические методы).

Наиболее универсальный эхометод основан на посылке в изделие коротких импульсов ультразвуковых колебаний (рис. 5) и регистрации интенсивности и времени прихода эхосигналов, отражённых от дефектов. Для контроля изделия датчик эходефектоскопа сканирует его поверхность. Метод позволяет обнаруживать поверхностные и глубинные дефекты с различной ориентировкой.

Рис. 5. Блок-схема ультразвукового эходефектоскопа: 1 - генератор электрических импульсов; 2 - пьезоэлектрический преобразователь (искательная головка); 3-приём-но-усилительный тракт; 4 - хрони-затор; 5 - генератор развёртки; 6 -электроннолучевая трубка; Н- начальный сигнал; Д- донный эхосигнал; ДФ- эхосиг-нал от дефекта.

Созданы промышленные установки (рис. 6) для контроля различных изделий. Эхосигналы можно наблюдать на экране осциллоскопа или регистрировать самозаписывающим прибором. В последнем случае повышаются надёжность, объективность оценки, производительность и воспроизводимость контроля.

Рис. 6. Ультразвуковая многоканальная установка для автоматизированного контроля слитков эхометодом: 1- ванна для погружения изделий; 2-манипулятор для юстировки искательной головки; 3- самозаписывающий регистратор дефектов; 4 -ультразвуковые дефектоскопы; 5- приборы для контроля шага и скорости сканирования; 6- пульт управления; 7-контролируемый слиток; 8- приводной валок.

Чувствительность эхометода весьма высока: в оптимальных условиях контроля на частоте 2-4 Мгц можно обнаруживать дефекты, отражающая поверхность к-рых имеет площадь ок. 1 мм2.

При теневом методе ультразвуковые колебания, встретив на своём пути дефект, отражаются в обратном направлении. О наличии дефекта судят по уменьшению энергии ультразвуковых колебаний или по изменению фазы ультразвуковых колебаний, огибающих дефект. Метод широко применяют для контроля сварных швов, рельсов и др.

Резонансный метод основан на определении собств. резонансных частот упругих колебаний (частотой 1-10 Мгц) при возбуждении их в изделии. Этим методом измеряют толщину стенок металлич. и нек-рых неметаллич. изделий. При возможности измерения с одной стороны точность измерения ок. 1%. Кроме того, этим методом можно выявлять зоны коррозионного поражения. Резонансными дефектоскопами осуществляют контроль ручным способом и автоматизированным с записью показаний прибора.

Велосиметрический метод эходефек-тоскопии основан на измерении изменения скорости распространения упругих волн в зоне расположения дефектов в многослойных конструкциях, используется для обнаружения зон нарушения сцепления между слоями металла.

Импедансный метод основан на измерении механич. сопротивления (импеданса) изделия датчиком, сканирующим поверхность и возбуждающим в изделии упругие колебания звуковой частоты. Этим методом можно выявлять дефекты в клеевых, паяных и др. соединениях, между тонкой обшивкой и элементами жёсткости или заполнителями в многослойных конструкциях. Обнаруживаемые дефекты площадью от 15 мм2 и более отмечаются сигнализатором и могут записываться автоматически.

Метод свободных колебаний (см. Собственные колебания) основан на анализе спектра свободных колебаний контролируемого изделия, возбуждённого ударом; применяется для обнаружения зон нарушения соединений между элементами в многослойных клеёных конструкциях значит, толщины из металлич. и неметаллич. материалов.

Ультразвуковая Д., использующая несколько переменных параметров (частотный диапазон, типы волн, режимы излучения, способы осуществления контакта и др.), является одним из наиболее универсальных методов неразрушающего контроля.

Капиллярная Д. основана на искусств, повышении свето- и цветоконт-растности дефектного участка относительно неповреждённого. Методы капиллярной Д. позволяют обнаруживать невооружённым глазом тонкие поверхностные трещины и др. несплошности материала, образующиеся при изготовлении и эксплуатации деталей машин. Полости поверхностных трещин заполняют спец. индикаторными веществами (пенетран-тами), проникающими в них под действием сил капиллярности. Для т. н. люминесцентного метода пенетранты составляют на основе люминофоров (керосин, нориол и др.). На очищенную от избытка пенетранта поверхность наносят тонкий порошок белого проявителя (окись магния, тальк и т. п.), обладающего сорбционными свойствами, за счёт чего частицы пенетранта извлекаются из полости трещины на поверхность, обрисовывают контуры трещины и ярко светятся в ультрафиолетовых лучах. При т. н. цветном методе контроля пенетранты составляют на основе керосина с добавлением бензола, скипидара и спец. красителей (напр., красной краски). Для контроля изделий с тёмной поверхностью применяют магнитный порошок, окрашенный люминофорами (магнитнолюми-несцентный метод), что облегчает наблюдение тонких трещин.

Чувствительность капиллярной Д. позволяет обнаруживать поверхностные трещины с раскрытием менее 0,02 мм. Однако широкое применение этих методов ограничено из-за высокой токсичности пенетрантов и проявителей.

Д.- равноправное и неотъемлемое звено технологич. процессов, позволяющее повысить надёжность выпускаемой продукции. Однако методы Д. не являются абсолютными, т. к. на результаты контроля влияет множество случайных факторов. Об отсутствии дефектов в изделии можно говорить только с той или иной степенью вероятности. Надёжности контроля способствует его автоматизация, совершенствование методик, а также рациональное сочетание неск. методов. Годность изделий определяется на основании норм браковки, разрабатываемых при их конструировании и составлении технологии изготовления. Нормы браковки различны для разных типов изделий, для однотипных изделий, работающих в различных условиях, и даже для различных зон одного изделия, если они подвергаются различному механич., термич. или химич. воздействию.

Применение Д. в процессе производства и эксплуатации изделий даёт большой экономич. эффект за счёт сокращения времени, затрачиваемого на обработку заготовок с внутр. дефектами, экономии металла и др. Кроме того, Д. играет значительную роль в предотвращении разрушений конструкций, способствуя увеличению их надёжности и долговечности.

Лит.: Трапезников А. К., Рентгено-дефектоскопия, М., 1948; Ж и г а д л о А. В., Контроль деталей методом магнитного порошка, М., 1951; Таточенко Л. К., Медведев С. В., Промышленная гамма-дефектоскопия, М., 1955; Дефектоскопия металлов. Сб. ст., под ред. Д. С. Шрайбера, М., 1959; Современные методы контроля материалов без разрушения, под ред. С. Т. Назарова, М., 1961; К и ф е р И. И., Испытания ферромагнитных материалов, 2 изд., М.- Л., 1962; Г у р в и ч А. К., Ультразвуковая дефектоскопия сварных соединений, К., 1963; Шрайбер Д.С., Ультразвуковая дефектоскопия, М., 1965; Неразрушающне испытания.Справочник, под ред. Р. Мак-Мастера, пер. с англ., кн. 1 - 2, М.- Л., 1965; Дорофеев А. Л., Электроиндуктнвная (индукционная) дефектоскопия, М., 1967. Д. С. Шрайбер.

"ДЕФЕКТОСКОПИЯ", научно-технич. журнал, издаётся АН СССР в Свердловске с 1965. Создан на базе Ин-та физики металлов. Выходит 6 раз в год. "Д." публикует оригинальные статьи об изысканиях в области теории и техники неразрушающего контроля качества материалов и изделий, о результатах лабораторных и пром. испытаний дефектоскопов. Освещает опыт применения контрольной аппаратуры на заводах, опыт контроля строит. конструкций и материалов и др. Тираж (1972) 3,5 тыс. экз. Переиздаётся на англ. языке в Нью-Йорке (США).

ДЕФЕКТЫ В КРИСТАЛЛАХ (от лат. defectus - недостаток, изъян), нарушения периодичности кристаллической структуры в реальных монокристаллах. В идеализированных структурах кристаллов атомы занимают строго определённые положения, образуя правильные трёхмерные решётки (кристаллические решётки). В реальных кристаллах (природных и искусственно выращенных) наблюдаются обычно различные отступления от правильного расположения атомов или ионов (или их групп). Такие нарушения могут быть либо атомарного масштаба, либо макроскопич. размеров, заметные даже невооружённым глазом (см. Дефекты металлов). Помимо статических дефектов, существуют отклонения от идеальной решётки другого рода, связанные С тепловыми колебаниями частиц составляющих решётку (динамические дефекты, см. Колебания кристаллической решётки).

Д. в к. образуются в процессе их роста (см. Кристаллизация), под влиянием тепловых, механических и электрических воздействий, а также при облучении нейтронами, электронами, рентгеновскими лучами, ультрафиолетовым излучением (радиационные дефекты) и т. п.

Различают точечные дефек