загляните на купон-скидку или справочники: окна kbe, окна veka, окна rehau, остекление балкона, остекление лоджии, изготовление окон, монтаж окон, остекление, производство окон, металлопластиковые окна, окна пвх, пластиковые окна, установка окон, стеклопакеты и евроокна.



ВСЁ О СТРОИТЕЛЬСТВЕ, ЖЕЛЕЗОБЕТОНЕ, БЕТОНЕ, АРХИТЕКТУРЕ И НЕ ТОЛЬКО...:
ОПРЕДЕЛЕНИЯ:

АСФАЛЬТИРОВАНИЕ, устройство асфальтобетонных покрытий на автомобильных дорогах, улицах, аэродромах и т. п. путём укладки и уплотнения асфальтобетонной смеси по предварительно подготовленному основанию. В зависимости от назначения покрытия асфальтобетонную смесь (асфальтобетон) укладывают в один или два слоя на основание из щебня, гравия (нежёсткое основание) или бетона (жёсткое основание). Нижний слой толщиной 4-5 см устраивают из крупно- или среднезерни-стой смеси с остаточной пористостью 5-10% ; верхний слой толщиной 3-4 см-из средне- или мелкозернистой смеси (остаточная пористость 3-5%). При тяжёлых нагрузках и интенсивном движении транспорта покрытия устраивают 3-4-слойными общей толщиной 12-15 см. АСФАЛЬТИРОВАНИЕ начинается с очистки основания от пыли и грязи механич. дорожными щётками и поливомоечными машинами, исправления неровностей основания, обработки его поверхности жидким битумом или битумной эмульсией. Асфальтобетонная смесь приготовляется в асфальтобетоно-смесителях на стационарных или полустационарных заводах (установках), доставляется на место автомобилями-самосвалами и загружается в приёмный бункер асфалътобетоноукладчика, к-рый укладывает, разравнивает и предварительно уплотняет смесь. Окончат. уплотнение осуществляется катками дорожными. .


КОММУНАЛЬНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО, отрасль строительства, занятая сооружением объектов, связанных с обслуживанием жителей городов, посёлков городского типа, районных сельских центров и населённых пунктов сельской местности. В числе этих объектов: системы водоснабжения и канализации с очистными сооружениями и сетями; сооружения городского электрического транспорта с путевым, энергетическим хозяйством, депо и ремонтными предприятиями; сети газоснабжения и теплоснабжения с распределительными пунктами, районными и квартальными котельными; электрические сети и устройства напряжением ниже 35 кв; гостиницы; городские гидротехнические сооружения; объекты внешнего благоустройства населённых мест, озеленения, дороги, мосты, путепроводы, ливнестоки; предприятия санитарной очистки, мусороперерабатывающие и др. Планомерное развитие КОММУНАЛЬНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА в СССР началось ещё в 1-й пятилетке и осуществлялось нарастающими темпами до начала Великой Отечеств, войны 1941-45. В годы 4-й пятилетки (1946-50) проводились работы по восстановлению объектов коммунального назначения, разрушенных во время нем.-фаш. оккупации. В последующие годы КОММУНАЛЬНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО велось высокими темпами в связи с бурным развитием промышленности, культуры, увеличением численности городов и посёлков городского типа .
ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО, теория и практика планировки и застройки городов (см. Город). ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО определяют социальный строй, уровень развития производственных сил, науки и культуры, природно-климатичие условия и национальные особенности страны. ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО охватывает сложный комплекс социально-экономических, строительно-технических, архитектурно-художественных, а также санитарно-гигиенических проблем. Общим для ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО досоциалистических формаций является большее или меньшее влияние на него частной собственности на землю и недвижимое имущество..
ЗЕЛЁНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО, составная часть современного градостроительства. Городские парки, сады, скверы, бульвары, загородные парки (лесопарки, лугопарки, гидропарки, исторические, этнографические, мемориальные), национальные парки, народные парки, тесно связанные с планировочной структурой города, являются необходимым элементом общегородского ландшафта. Они способствуют образованию благоприятной в санитарно-гигиеническом отношении среды, частично определяют функциональную организацию городских территорий, служат местами массового отдыха трудящихся и содействуют художественной выразительности архитектурых ансамблей. При разработке проектов садов и парков учитывают динамику роста деревьев, состояние и расцветку их крон в зависимости от времени года.

Главная страница
Поиск по сайту
Оглавление страниц

Объяснение слов: словарь, справочник, информация. Строительство, экономика, промышленность - все сферы жизни: от А до Г, от Г до П и от П до Я

х логических структур, пер. с франц., М., 1963; Пиаже Ж., Избр. психологические труды, пер. с франц., [М., 1969]; Исследование развития познавательной деятельности, под ред. Дж. Брунера [и др.], пер. с англ., М., 1971; Рiаget J., La formation du symbole chez 1'enfant, 2 ed., Nchat. -P., [1959]; Саrmichael L., Manual of child psychology, ed. by P. H. Mussen, 3 ed., v. 1-2, N. Y., 1970; Wallon H., L'evolution psycholo-gique de 1'enfant, 4ed., P., 1952; Baldwin A., Theories of child development, N. Y., 1967. А. В. Запорожец.

ДЕТСКАЯ РЕЧЬ, совокупность особенностей речи ребёнка (преим. преддошколь-ника и дошкольника), обусловленных возрастом (и уровнем интеллектуального развития) и не связанных непосредственно ни со спецификой определённого языка, ни со спецификой речевой ситуации. Особенности Д. р. могут быть звуковыми (неумение произносить те или иные звуки или сочетания звуков), грамматическими (ограниченность числа употребляемых конструкций, своеобразное количественное соотношение слов различных частей речи, не существующие в речи взрослых новообразования вроде "ко-патка" и т. д.) и семантическими. Эти последние связаны не столько с отбором и употреблением к.-л. слов, семантич. рядов или групп (хотя оно тоже имеет место), сколько с отличиями в способе означения. Развитие способа означения ("развитие понятий") подробно проанализировано сов. психологом Л. С. Выготским.

Нередко Д. р. и её развитие понимаются в чисто лингвистич. плане. Однако "усвоение детьми языка не есть приспособление слов, их складывание в памяти и оживление с помощью речи, но развитие языковой способности с возрастом и упражнением" (В. Гумбольдт). Внешние, доступные простому наблюдению особенности Д. р. являются лишь отражением "глубинных" (могущих быть исследованными путём эксперимента) процессов психич. развития ребёнка, неотъемлемой частью к-рого и является развитие Д. р. Но эксперимент ещё не занял достаточного места в изучении Д. р. Недостаточное внимание уделяется в психологии также межкультурным или межъязыковым исследованиям Д. р. у разных народов (эта работа начата в США в Калифорнийском ун-те). Малоисследованную проблему составляет развитие функций Д. р.

Россия, а затем СССР - родина науч. изучения Д. р. Серьёзная работа по изучению Д. р. ведётся также в Чехословакии, Польше, Румынии, Франции, США, Италии и др. странах.

Лит.: Выготский Л. С., Избранные психологические исследования. Мышление и речь, М., 1956; Гвоздев А.Н., Вопросы изучения детской речи, М., 1961; Леонтьев А. А., Слово в речевой деятельности, М., 1965; Розенгарт-Пуп-к о Г. Л., Формирование речи у детей раннего возраста, М., 1963; Державин Н. С., Изучение языкового развития у ребёнка русской речи, в сб.: АН СССР - академику Н. Я. Марру, М.-Л., 1935; Чуковский К., От двух до пяти, 20 изд., М., 1969; Эльконин Д. Б., Развитие речи в дошкольном возрасте, М., 1958; Jacob-son R., Child language, aphasia and phonological universals, The Hague - P., 1968; The acquisition of language, ed. by U. Bellugi and R. Brown, Lafayette, 1964; E r v i n-T r i р р S., Review of child development research, v. 2, N. Y., 1966; A field manual for cross-cultural study of the acquisition of communicative competence, Berkeley, 1967.

А. А. Леонтьев.

ДЕТСКАЯ СМЕРТНОСТЬ, число живорождённых, умерших на протяжении первого года жизни. Д. с. вместе с рождаемостью и смертностью является статистич. показателем естественного движения населения; выражается числом умерших детей на 100 или 1000 живорождённых. В СССР живорождённым считается ребёнок, хоть раз вздохнувший. Д. с. зависит в основном от со-циально-экономич. причин и смещается в ту или иную сторону при их изменении. Благодаря мероприятиям системы охраны материнства и детства и созданной сов. врачами системы антенатальной охраны плода Д. с. в СССР резко снизилась (см. табл.).

Показатели детской смертности в России и СССР



Количество умерших детей на 1000 родившихся

1913

1940

1950

1960

1970



269

182

81

35

25




В социалистич. странах Д. с., по данным ООН, в 1969 составила (на 1000 родившихся): Болгария - 30,5, Венгрия -35,6, ГДР -20,4, Польша - 34,3, Румыния -54,9, Чехословакия -22,9. В отличие от СССР, в нек-рых капиталистич. странах детей, умерших до регистрации рождения, учитывают как мертворождённых; поэтому показатель Д. с. в этих странах не соответствует действительности, является заниженным.

ДЕТСКАЯ ЭКСКУРСИОННО-ТУРИСТСКАЯ СТАНЦИЯ, внешкольное учреждение, являющееся организационным и инструктивно-методич. центром экскурсионно-туристской и краеведческой работы с уч-ся. Работает под руководством органов нар. образования, в контакте с комитетами комсомола, советами пионерской организации, советами по туризму.

Первое сов. учреждение по экскурсионно-туристской работе с детьми - Бюро школьных экскурсий при Наркомпросе РСФСР - было создано в Москве в 1918 и затем преобразовано в Центр, опытно-показательную экскурсионную базу Наркомпроса, на основе к-рой в 1932 открылась первая Центральная Д. э.-т. с. (ныне Центральная Д. э.-т. с. Мин-ва просвещения РСФСР). За годы Сов. власти Д. э.-т. с. были созданы во всех республиках, в большинстве краёв, областей страны. В 1971 в СССР функционировало 169 Д. э.-т. с.

На Д. э.-т. с. и при их содействии в школах создаются кружки, клубы и общества туристов, краеведов, путешественников, прокатные базы и пункты туристского снаряжения и др. Значит, место в работе Д. э.-т. с. занимают походы и экспедиции по заданию различных организаций, учреждений, предприятий и др. (изучение природных богатств края, участие в историч. и археологич. изысканиях).

Д. э.-т. с. разрабатывают вопросы содержания, форм и методов экскурсионно-туристской работы.

Г. П. Чубарова.

ДЕТСКИЕ БОЛЕЗНИ, группа заболеваний, встречающихся преим. или исключительно в детском возрасте и связанных с особенностями развития детского организма. Интенсивный рост и развитие ребёнка обусловливают анатомо-физиол. особенности его организма и своеобразие патологии. Даже заболевания, встречающиеся преим. у взрослых, имеют у детей своеобразное течение, к-рое также зависит от возраста ребёнка. В развитии ребёнка в мед. практике различают два периода - внутриутробный и внеутроб-нып, к-рый, в свою очередь, условно делится на след, периоды: новорождённости (первые 18-24 дня), грудного возраста (до 1 года), раннего детского возраста (от 1 до 3 лет), дошкольный (от 3 до 7 лет), младший школьный (от 7 до 12 лет), старший школьный (от 12 до 17 лет) и подростковый (15-17 лет). Для каждого возрастного периода характерны определённые группы заболеваний.

В период новорождённости (см. Новорождённый ребёнок) происходит приспособление организма к новым условиям жизни. Функциональные системы его организма находятся в состоянии неустойчивого равновесия, к-рое легко нарушается. В этом периоде выявляются изменения в организме ребёнка, связанные с нарушениями развития плода во внутриутробном периоде (внутриутробная асфиксия плода; заболевание матери: листериоз, токсоплазмоз, краснуха, грипп и др.; воздействие на её организм нек-рых хим. веществ, напр, алкоголя, лучистой энергии и др.). С первых дней после рождения проявляются пороки развития, недоношенность, последствия родовой травмы (внутричерепные кровоизлияния и др.), гемолитическая болезнь новорождённых, а также нек-рые наследственные заболевания. Высокая чувствительность новорождённых к кок-ковой и вирусной инфекциям обусловливает частое возникновение у них гнойно-септич. заболеваний кожи и пупка, острых вирусных и бактериальных заболевании органов дыхания.

Быстрое нарастание массы тела ребёнка в грудном возрасте (см. Грудной ребёнок) и интенсивный обмен веществ определяют значит, потребность ребёнка в пище (на 1 кг массы тела ребёнка по калорийности в 2-2,5 раза больше, чем взрослому). Т. о., нагрузка на функционально-несовершенную пищеварительную систему ребёнка резко повышена, что обусловливает частое развитие у детей этого возраста желудочно-кишечных заболеваний (диспепсия), а также заболеваний желудочно-кишечного тракта, вызываемых бактериями и вирусами (дизентерия, колиэнтерит, вирусные поносы), и хронич. расстройства питания (дистрофия детская), особенно при нарушении его режима. Неправильное вскармливание, недостаточное пользование воздухом и солнцем могут привести к развитию рахита. В связи с большой потребностью ребёнка в кислороде повышена функциональная нагрузка на его органы дыхания (число дыханий в минуту и количество пропускаемого воздуха относительно больше, чем у взрослого), нежность и ранимость слизистых оболочек органов дыхания обусловливают их частые заболевания. В этом возрасте нередки воспаления лёгких бактериального и вирусного происхождения. В раннем детском и дошкольном возрастах повышается заболеваемость острыми детскими инфекциями: корью, коклюшем, ветряной оспой, скарлатиной, дифтерией, а также туберкулёзом. Это объясняется снижением титра антител (см. Иммунитет), полученных ребёнком от матери, а также возрастающим контактом детей со сверстниками и окружающими. Учащаются заболевания, в развитии к-рых большую роль играет аллергия (бронхиальная астма, ревматизм, экзема, нефрит и др.). У детей младшего школьного возраста наряду с острыми инфекционными заболеваниями наблюдаются расстройства внутр. секреции, учащается заболеваемость ревматизмом, болезнями сердца и нервной системы. В старшем школьном и подростковом возрастах в период полового созревания могут выявляться расстройства внутр. секреции, аномалии половой сферы. Чаще встречаются психоневрозы, ревматизм, расстройства сердечно-сосудистой системы, в частности сосудистые дистонии; возможны обострения туберкулёза.

Профилактика Д. б.: антенатальная охрана плода, предупреждение родовых травм, тщательный уход за новорождёнными, правильный режим питания и закаливания, борьба с инфекционными заболеваниями (профилактич. прививки против туберкулёза, оспы, дифтерии, кори и др.); обеспечение нормального физ. развития (физкультура, спорт, закаливание организма с самого раннего возраста).

Наука, изучающая Д. б., наз. педиатрией.

Лит.: Белоусов В. А., Учебник детских болезней, М., 1963; Тур А. Ф., Пропедевтика детских болезней, 5 изд., Л., 1967. Р. Н. Рылеева, М- Я. Студеникин.

ДЕТСКИЕ ДЕМОКРАТИЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ, добровольные массовые объединения детей и подростков, осуществляющие под руководством комму-нистич. и рабочих партий, демократич., профсоюзных, женских, молодёжных и др. прогрессивных организаций или в контакте с ними идейно-политическое и нравственное воспитание подрастающего поколения; являются организационной формой участия детей и подростков в борьбе трудящихся за социализм и коммунизм, за мир и демократию, за нац. независимость и социальный прогресс. Д. д. о. строят свою работу на основе широкого использования самодеятельности и самоуправления, методов игры и соревнования, с учётом психолого-педагогич. закономерностей воспитания и развития личности в детском и подростковом возрасте. Принципы, содержание, формы, методы деятельности Д. д. о., их структура, символика и атрибуты обусловлены целями и задачами организаций, социальными и нац. условиями их ,; работы, особенностями историч. развития страны. Д. д. о. действуют в социалистич. странах, в странах, добившихся нац. независимости, и в капиталистич. странах. Первые Д. д. о. возникли на рубеже 19-20 вв., когда в условиях обострения противоречий капитализма под влиянием классовой борьбы пролетариата получило развитие молодёжное революц. движение; рабочие подростки участвовали в стачках и забастовках, митингах и демонстрациях трудящихся, распространяли нелегальную лит-ру, активно помогали социалистич. союзам молодёжи. В 1916-17 по решению Междунар. бюро ассоциации социалистич. юношеских союзов в ряде стран создаются детские социалистич. группы и союзы: "Друзья детства" (Австрия), "Воскресные школы" (Великобритания и скандинавские страны), "Юный союз часов мира и саг" (Швеция) и др. Однако деятельность этих групп и союзов носила в основном культурнич., просветительский характер.

Победа Великой Окт. социалистич. революции в России, создание коммуни-стич. партий и под их руководством ком-мунистич. союзов молодёжи обусловили во многих странах мира подъём междунар. революц. движения, развитие детского коммунистич. и демократич. движения.

В Сов. России первые коммунистич. детские группы и союзы были созданы в 1918-20: "Юные коммунисты" в Нижнем Новгороде и Одессе, деткомы и дет-горсоветы в Белоруссии, "Муравейник" в Перми, деткомпартия в Туле, юнтруд-армия и "Юные Спартаки" на Украине и пр. По окончании Гражданской войны сложились условия для образования единой массовой детской коммунистич. организации под руководством комсомола, к-рая была осн. 19 мая 1922 по решению 2-й Всероссийской конференции РКСМ (см. Всесоюзная пионерская организация им. В. И. Ленина).

В эти же годы детские коммунистич. организации создаются в ряде капиталистич. стран (Германия, Швейцария, Италия, Бельгия, Норвегия, Швеция и др.). 2-й конгресс Коммунистического интернационала молодёжи (КИМ, 1921) поручил нац. союзам молодёжи организацию детских групп. При исполкоме КИМ был создан комитет деткомдвижения, к-рый координировал работу детских коммунистич. организаций, проводил междунар. мероприятия в защиту прав детей. В сент. 1922 в Берлине состоялась 1-я конференция руководителей детских коммунистич. организаций 11 стран. КИМ сформулировал главные задачи детских коммунистич. организаций: "... объединение пролетарских детей под руководством коммунистов, пробуждение классового сознания в пролетарском ребенке и воспитание его в пролетарской солидарности и борьбе с эксплуататорами. Вся деятельность детских групп должна быть направлена на то, чтобы создать из ребенка соратника на общем фронте пролетарской борьбы. Детская коммунистическая группа поэтому является первой ступенью к коммунистической организации молодежи" ("Партия, комсомол и детское движение". Сб., 1928, с. 32-33). Большое внимание разработке идеологии, основ и политич. задач молодёжного и детского демократич. движения уделяли В. И. Ленин и выдающиеся деятели междунар. коммунистич. и рабочего движения Н. К. Крупская, Ф. Э. Дзержинский, М. И. Калинин, С. М. Киров, К. Цеткин, Г. Димитров, Э. Тельман, В. Пик, М. Торез, П. Тольятти, Хо Ши Мин.

Работа Д. д. о. в 20- нач. 30-х гг. в капиталистич. странах проходила в сложных условиях: гонения со стороны властей и полиции, противодействие церкви и школы, влияние бурж. молодёжных и детских организаций. Тем не менее Д. д. о. усиливали своё влияние на детей трудящихся, опираясь на успехи междунар. революционного движения, используя опыт пионерской ооганизации им. В. И. Ленина. В 1926 Д. д. о. действовали в 18 странах, объединяя ок. 45 тыс. чел., а к нач. 30-х гг.- ок. 150 тыс. (без СССР и МНР).

Д. д. о. выступали против фашизма и милитаризма, участвовали в сборе средств для Междунар. организации помощи борцам революции (МОПР), проводили Междунар. детские недели, помогали стачечным комитетам и семьям забастовщиков, разоблачали лживую информацию об СССР, устраивали политич. дискуссии в школах. В связи с наступлением фашизма и милитаризма на демократич. силы в капиталистич. странах накануне 2-й мировой войны и усилением репрессий, 6-й конгресс КИМ (1935) в соответствии с решением Исполкома Коминтерна об изменении форм борьбы в защиту детей трудящихся от фашизма принял постановление о роспуске большинства Д. д. о. В годы 2-й мировой войны 1939-45 во многих странах дети трудящихся участвовали в борьбе против фашизма и агрессии, в борьбе народов за нац. независимость. В историю детского демократич. движения навечно вписаны имена нац. героев-подростков: Лёни Голикова, Зины Портновой, Валентина Котика, Бориса Царикова, Марата Казея, Володи Дубинина (СССР), Ким Донга и Ле Ван Тама (Вьетнам), Мптко Пала-узова (Болгария), Витольда Нодельско-го (Польша), Франко Чезана (Италия), Бошки Буха (Югославия), Элени Папагеоргиу (Греция) и др.

В социалистич. странах массовые организации детей и подростков стали органической частью гос. системы социалистич. воспитания подрастающего поколения. Для детских организаций создана гос. сеть дворцов и домов пионеров и др. внешкольных учреждений. Детские организации социалистич. стран оказывают посильную помощь трудящимся в экономич. и культурном строительстве. Стали тоадицион-ными междунар. встречи детей социалистич. стран. Повсеместно действуют клубы интернациональной дружбы. За активную работу по социалистич. воспитанию детей и подростков пионерские ооганизации НРБ, ГДР, МНР, СССР, ВНР награждены орденами.

В 1971 в социалистич. странах действовали массовые организации детей и подростков: Всесоюзная пионерская организация им. В. И. Ленина (осн. в 1922), Димитровская пионерская организация "Септемврийче" в НРБ (1944), Союз венгерских пионеров (1946), Союз пионеров Кубы (1964), Пионерская организация Югославии (1942), Союз польских харце-ров (1945), "Сонёндан" в КНДР (1946), Пионерская ооганизация им. Э. Тель-мана в ГДР (1948), Пионерская организация МНР им. Сухэ-Батора (1925), Пионерская организация СРР (1944), Пионерская организация Социалистич. союза молодёжи ЧССР (1945), Пионерская организация ДРВ им. Хо Ши Мина (1941).

В 50-60-е гг. усилилось влияние Д. д. о. в капиталистич. странах. Группы и отряды этих организаций создаются обычно по месту жительства детей и подростков (их деятельность в гос. и частных школах, как правило, не разрешается). Д. д. о. участвуют в политич. кампаниях трудящихся, распространяют воззвания в защиту мира и предвыборную лит-ру коммунистич. и рабочих партий, изучают историю революц. борьбы, знакомятся с жизнью и трудом народов социалистич. гос-в, переписываются со своими сверстниками из разных стран.

Среди Д. д. о., действующих в капиталистич. странах: "Пионеры Франции" (осн. в 1945), Пионерская организация Союза свободной немецкой молодёжи Зап. Берлина (осн. в 1967), "Молодая гвардия" в Австрии (осн. в 1946), Демократический союз пионеров Финляндии (осн. в 1945), "Юные пионеры" в Норвегии (осн. в 1952), "Бегущие вперёд" в Швейцарии (осн. в 1961), Союз пионеров Бельгии (осн. в 1945), "Лесной народ" в Великобритании (осн. в 1925). В странах Африки и Азии, завоевавших нац. независимость, Д. д. о. участвуют в ликвидации неграмотности, в возрождении нац. экономики и культуры. Среди них: Пионерская организация Гвинейской Республики, "Пионеры Сенегала", "Пионеры Нар. Республики Конго", "Авангард насеровцев" в АРЕ. Изменяется и характер деятельности нац. скаутских организаций, многие из них сотрудничают с Д. д. о. (напр., скауты Ирана, Пакистана, Алжира, Индии).

При многих Д. д. о. созданы группы детей младшего школьного (в нек-рых странах и старшего дошкольного) возраста: в СССР - октябрята, в ВНР -кишдобош (маленькие барабанщики, названа в честь детей - героев Революции 1848-49), в НРБ - чавдарче (по имени легендарного героя Чавдара), в МНР -богатыри, в ПНР - зухи (смелые), в ЧССР - искры, в ДРВ - августята, в ГДР - юные пионеры, в Великобритании - эльфины при организации "Лесной народ", в Австрии - буревестники в организации "Молодая гвардия". В таких группах дети готовятся к вступлению в ряды Д. д. о.

Многие Д. д. о. издают свои газеты и журналы (см. Детские и юношеские журналы, Пионерские газеты).

Работу Д. д. о. координируют Всемирная федерация демократич. молодёжи (ВФДМ) и созданный при ВФДМ Меж-дунар. комитет детских и юношеских организаций (СИМЕА). Под патронажем СИМЕА проходят семинары руководителей Д. д. о., конференции науч. работников, детских писателей и журналистов, организуются междунар. конкурсы детского творчества, спортивные состязания, кампании в защиту прав детей. В летние каникулы проводится традиционное международное детское лето в лагерях Артек (СССР), Республика им. В. Пика (ГДР), Кранево (НРБ), Чилле-берц (ВНР). Д. д. о. поддерживают между собой контакты, сотрудничают с прогрессивными междунар. организациями. В Чехословакии, Франции, Финляндии, Великобритании и др. странах организуются междунар. летние лагеря. Д. д. о. активно участвуют в борьбе за претворение в жизнь Декларации прав ребёнка, в мероприятиях ЮНЕСКО по развитию культуры и просвещения. Деятельность Д. д. о. по воспитанию детей и подростков в духе идеалов мира и социального прогресса, гуманизма и интернационализма положительно характеризовалась и отмечалась мн. прогрессивными международными организациями.

Буржуазия, стремясь ослабить революционизирующее влияние Д. д. о. на молодое поколение, в целях воспитания детей и подростков в духе бурж. идеологии, создаёт многочисленные детские религ. организации, шовинистич. военно-спортивные молодёжные и детские союзы (среди бурж. детских организаций наиболее реакционными были "Гитлер-югенд" в Германии, "Балилла" в Италии, к-рые действовали в условиях фашистского режима). В нач. 20 в. во многих странах мира организованы союзы бойскаутов и герлскаутов. В капитали-стич. странах действуют (1972) скаутские организации, к-рые объединяют ок. 10 млн. чел. (см. Скаутизм) Получили развитие организации, к-рые формально не ставят целей политич. воспитания, а призваны содействовать общекультурному и физич. развитию, проф. ориентации детей и подростков, т.н. детские лиги природы, ассоциации детских площадок, любительские клубы (напр., в США: "Клубы мальчиков", "Будущие домашние хозяйки", "Будущие фермеры" и др., к-рые ведут работу с детьми и подростками начиная с 7-10-летнего возраста). Однако по существу их деятельность направлена на воспитание подрастающего поколения в духе верности идеалам бурж. общества.

Лит.: Наследникам революции. Документы партии о комсомоле и молодежи, М., 1969: Партия, комсомол и детское движение. Сб. под ред. ЦБ юных пионеров при ЦК ВЛКСМ, [М.], 1928; Пионеры за рубежом, М.- Л., 1927; Зарубежные молодежные организации, [М., 1968]; Пушкина В., Пионерский глобус, [М.], 1967; Димитров Г., За младежта и пионерите, София, 1966; Hoernle E., Manual for leaders of children's groups, В., [1920]; Seid bereit zum Kampf fur die Sache Ernst Thal-manns, [В.], 1958; New trends in youth organizations (a comparative survey), P., 1960, UNESCO; Facts on world scouting, 2 ed., Ottawa, 1961. Э. С. Соколова, В. В. Лебединский, В. Л. Пушкина.

ДЕТСКИЕ И ЮНОШЕСКИЕ ЖУРНАЛЫ, периодич. издания для детей дошкольного, младшего, среднего и старшего школьного возраста. В России первый детский журнал - "Детское чтение для сердца и разума" (1785-89), основанный Н. И. Новиковым,- носил просветит, характер. В 1-й пол. 19 в. Д. и ю. ж. имели в основном религиозно-монархич. направление. Единственным заслуживающим внимания, по мнению В. Г. Белинского, был журн. "Новая библиотека для воспитания" (1847-49) под ред. П. Г. Редкина. Во 2-й пол. 19 в. под влиянием революц.-демократич. движения появились прогрессивные Д. и ю. ж.: "Подснежник" (1858-62), "Рассвет" (1859-62), "Родник" (1882-1917), "Детское чтение" (1869-1906, с 1906 переименован в "Юную Россию", выходил до 1918), последний редактировали сначала А. Н. Острогорский, затем В. П. Острогорский и Д. И. Тихомиров. В этих журналах печатались лучшие произведения рус. и мировой лит-ры. В то же время получили распространение журналы, в к-рых значит, место занимали псевдоромантич. повести, пропагандировались бурж.-филантропич. идеи ("Задушевное слово" и др.). В кон. 19 в. начали выходить научно-популярные журналы ("Юный читатель", с 1899, запрещён в 1906, и др.). В лит. журн. "Тропинка" (1906-12) наряду со стилизованными фантастич. и мистич. сказками, стихами символистов печатались произв. А. Куприна, А. Н. Толстого, К. Чуковского и др. Процесс нарастания борьбы революц. пролетариата отразился и на характере новых Д. и ю. ж. Появляются журналы, близкие революц.-демократич. направлению: "Золотое детство" (1907 -1917), "Маяк" (1909-18) под ред. И. И. Горбунова-Посадова. Последний журнал рекомендовала детям рабочих газ. "Правда" (25 дек. 1912).

Всего в России с кон. 18 в. до Октября 1917 издавалось в разное время более 100 Д. и ю. ж.

После победы Октябрьской революции сов. Д. И ю. ж., как и вся сов. детская литература, становятся активными помощниками партии и гос-ва в деле ком-мунистич. воспитания подрастающих поколений. Первый сов. журнал для детей "Северное сияние" (1919-20) был основан М. Горьким. С 1919 Д. и ю. ж. выходят не только в Петрограде и в Москве, но также и во многих др. городах. С созданием пионерской организации (1922) появляются пионерские журналы "Барабан" (1923-26, слился затем с "Пионером"), "Юные строители" (1923-25), "Юные товарищи" (1922), "Пионер" (с 1924); спец. журналы для крестьянских детей: "Искорка" (1924-33), "Дружные ребята" (1927-53, в 1933-1937 выходил под назв. "Колхозные ребята"). Большую роль в развитии сов. детской художеств, лит-ры сыграли журналы "Воробей" (впоследствии "Новый Робинзон", 1923-25), "Ёж" (1928-35), "Чиж" (1930-41), "Затейник" (1929-41 и 1946-53). Рост интереса юношества к вопросам преобразования природы, к технике вызвал необходимость создания специализированных научно-популярных журналов -"Юный натуралист" (с 1928), "Юный техник" (с 1956), "Квант" (с 1969) и др.

Перед детской лит-рой, в т. ч. и перед журналами, пост. ЦК КПСС "О мерах по дальнейшему развитию советской детской литературы" (1969) выдвинута задача повышения идейно-художеств. уровня публикуемых произведений в целях воспитания у ребят преданности комму-нистич. идеалам, любви к Родине, высоких морально-этич. качеств, чувства пролетарского интернационализма, трудолюбия, интереса к знаниям.

В 1971 в СССР выпускались центр. Д. и ю. ж.: "Весёлые картинки", "Мурзилка", "Пионер", "Юный натуралист", "Костёр", "Юный техник", "Советский школьник" (для слепых детей). В союзных республиках, а также в Тат. и Башк. АССР выходят Д. и ю. ж. на нац. языках. В нек-рых крупных городах выпускаются дет. альманахи ("Звёздочка", с 1953, и "Дружба", с 1951, в Ленинграде, "Волжские зори", с 1949, в Куйбышеве, "Тропинка", с 1967, в Новосибирске, и др.). В круг чтения старшеклассников входят также комсомоль-ско-молодёжные журналы -"Вожатый", "Комсомольская жизнь", "Юность", "Смена", "Знание-сила", "Техника -молодёжи" и др. Вопросы детской журналистики и руководства детским чтением освещаются критико-библиографич. журналом "Детская литература".

Зарубежные Д. и ю. ж. Первые журналы для детей появились в кон. 18 в. в Германии ("Leipziger Wochenblatt" -"Лейпцигский еженедельный листок", 1772-74, осн. И. X. Аделунгом, и др.). Широкое распространение в Зап. Европе и США Д. и ю. ж. получают к сер. 19 в. Наряду с журналами, имевшими прогрессивную идейно-художеств. направленность (напр., в США "Youth's Companion"-"Друг юноши", 1827-1941; в Великобритании "Boy's own Paper"-"Собственный листок мальчика", с 1879), издавалось значит, число Д. и ю. ж. религиозного направления (в Германии "Deu-tscher Kmderfreund"-"Немецкий друг детей", 1878-1932, в США "The Catholic Youth Magazine"-"Журнал католической молодёжи", 1857-61, и др.)- В совр. капиталистич. странах (особенно в США) самую многочисленную группу Д. и ю. ж. составляют коммерч. издания, стоящие на низком идейно-художеств. уровне. Огромными тиражами выходят "комиксы"- серии смешных картинок с постоянными юмористич. героями, и т. н. хор-рор-комикс - комиксы ужасов, пропагандирующие насилие. Продолжают распространяться периодич. издания религ. характера. Компартии и др. прогрессивные организации в капиталистич. странах противодействуют изданию и распространению журналов, растлевающих сознание и чувства детей и юношества, и в противовес им издают свои журналы (напр., в Италии "Pioniere"-"Пионер", в Финляндии "Rakett"-"Ракета", и др.).

В социалистич. странах Д. и ю. ж. содействуют приобщению детей к строительству социализма, работе детских организаций, учёбе детей, организации их досуга. В 1971 Д. и ю. ж. издавались: в Болгарии -"Дружинка" (-"Звено", с 1949), "Другарче" ("Друг", с 1965), "Пионерски ръководител" ("Пионерский вожатый", с 1946) и др.; в Венгрии -"Pajtas" ("Октябрёнок", с 1946), ("Пионер", с 1949) и др.; в ГДР -"Bummi" ("Бумми", с 1957), "Junge Generation" ("Молодое поколение", с 1947) и др.; в Польше-"Plomyczek" ("Огонёк", с 1948) и др.; в Румынии -"Ariel po-gonici" ("Ёжик", с 1957), "Cravata rosie" ("Красный галстук", с 1953) и др.; в Чехословакии - "Ceskoslovensky pionyr" ("Пионер Чехословакии", Прага, с 1954), "ABC pionierov" ("Азбука пионеров", Братислава, с 1960) и др.; в Югославии - "Другарче" ("Друг", Скопье, с 1953), "Pionir" ("Пионер", Загреб, с 1942), "Пионири" ("Пионеры", Белград, с 1944) и др.

Лит.: Чехов Н. В., О детских журналах, в кн.: Детская литература, сост. Н.В.Чехов, М., 1909, с. 59-82; Горький М., Слово к взрослым. [О задачах журнала для детей], "Северное сияние", 1919, № 1 - 2; Крупская Н. К., О детской литературе и детском чтении, М., 1954; Старцев И. И., Вопросы детской литературы и детского чтения, М., 1962; М., 1967. Н. Б. Медведева, И. П. Матяшов.

ДЕТСКИЕ И ЮНОШЕСКИЕ ЭНЦИКЛОПЕДИИ, научно-популярная справочная литература, предназначенная для самообразования и воспитания детей и юношества. Д. и ю. э. знакомят читателей с окружающим миром, основами науч. дисциплин, достижениями науки, техники, культуры, с родной страной и зарубежными странами. В соответствии с возрастными особенностями читателей энциклопедии делятся на детские и юношеские. Сложились два осн. типа структуры Д. и ю. э.: систематические (преобладающий тип) и алфавитно-словарные, иногда оба типа сочетаются (напр., "Оксфордская юношеская энциклопедия" делится на тома по отраслям знания, а материал каждого тома расположен в алфавитно-словарном порядке).

Прообразом юношеских энциклопедий была книга Я. А. Коменского "Видимый мир в картинках" ("Orbis sensualium pic-tus", 1658, первый рус. пер. 1768). В кон. 18- нач. 19 вв. в ряде стран Зап. Европы стали появляться Д. иго. э. в форме систематич. энциклопедий. В России первая детская энциклопедия была издана в 1802-"Детская энциклопедия, или Новое сокращение всех наук". Лучшей дореволюц. Д. и ю. э. была 10-томная "Детская энциклопедия" И. Д. Сытина (М., 1913-14), подготовленная при участии Ю. Н. Вагнера, Н. А. Морозова, М. Н. Новорусского и др. учёных.

В СССР выпущены систематич. "Детская энциклопедия" под ред. А. И. Мар-кушевича (1 изд., 1958-62, в Ютт.; 2 изд., 1964-69, в 12 тт.), алфавитно-словарное издание "Что такое? Кто такой?" (кн. 1-2, М-, 1968).

За рубежом Д. и ю. э. изданы во многих странах, наиболее значительны следующие: в Великобритании -"Оксфордская юношеская энциклопедия" ("Oxford junior encyclopaedia", v. 1-13, Oxford, 1964), "Юношеская научная энциклопедия" ("Junior science encyclopaedia", v. 1-8, L., 1966), "Детская энциклопедия [„Британской энциклопедии"]" ("Children's Britannica", v. 1-12, L., 1964); в И н д и и-"Детская энциклопедия" ("Сачитра Вишвакош", т. 1-10, Дели, 1967, на яз. хинди); в И т а л и и-"Алфавитная энциклопедия для мальчиков и девочек" ("Enciclopedia alfabetica per ra-gazzi", v. 1-3, Milano, 1956), "Сокровище итальянского ребёнка" ("II tesoro del ragazzo italiano", 5 ed., v. 1-8, Torino, 1968-); в С Ш А -"Новая книга знаний". Детская энциклопедия ("The new book of knowledge". The children's encyclopaedia, v. 1-20, N. Y., 1969), "Юношеская энциклопедия [„Британской энциклопедии"]" ("Britannica junior encyclopaedia for boys and girls", v. 1-15, Chi. -L., 1969); во Франции -"Энциклопедия [изд-ва] Ларусса для детей" Р. Гийо (Guillot R., "Encyclopedic Larousse des enfants", P., 1956, пер. на англ. яз. в США в 1958 и Великобритании в 1962), "Энциклопедия для молодёжи" ("Encyclopedic pour la jeunesse", t. 1-4, P., 1958-62); в Ф Р Г-"Детский лексикон [изд-ва] Мейера" ("Меу-ers Kinderlexikon", Mannheim, 1960), "Юношеский лексикон [изд-ва] Кнаура" ("Knaurs Jugendlexikon", Munch., 1960).

В социалистич. странах Д. и ю. э. изданы: в Венгрии -"Детская энциклопедия" ("Gyermekenciklopedia", Budapest, 1961); в ГДР -"От „Антона" до „Цилиндра"". Лексикон для детей ("Von Anton bis Zilinder". Das Lexikon fur Kinder, В., 1968), "Юношеский лексикон [изд-ва] Мейера" ("Meyers Jugendlexikon", Lpz., 1968); в Чехословакии -"Мир вокруг нас" ("Svet kolem nas", Praha, 1963), "Детская энциклопедия" ("Detska encyklopedie", 3 vyd., Praha, 1966, пер. на словацкий яз., Братислава, 1966, и на болг. яз., София, 1961), "Что это такое..." ("Со to je, kdyz se fekne...", Praha, 1968); в Югославии - "Мир вокруг нас". Энциклопедия для детей и молодёжи ("Svijet oko nas". Enciklopedija za djecu i omladinu, sv. 1, A - M, 3 izd., Zagreb, 1964), "Детская энциклопедия" ("Decja encik'lopedija", 3 izd., Novi Sad, 1962). п. К. Колмаков.

ДЕТСКИЕ ЯСЛИ, см. Ясли детские.

ДЕТСКИЙ ДОМ, в СССР гос. воспитательное учреждение для детей, лишившихся родителей или потерявших связь с ними, а также детей, нуждающихся в помощи и защите гос-ва (вследствие болезни родителей, лишения их родительских прав и т. д.).

В 1918 существовавшие в дореволюц. России на благотворительные средства приюты детские декретом СНК были преобразованы в гос. Д. д. В первые годы Сов. власти Д. д. находились в ведении Наркомата соц. обеспечения (дети были приравнены к нетрудоспособным членам общества, пользовавшимся правом полного гос. обеспечения); с 1920 переданы в систему органов нар. образования. Создание гос. сети Д. д. сыграло значит, роль в ликвидации детской безнадзорности и беспризорности в годы Гражд. войны. В период Великой Отечеств, войны 1941-45 Д. д. сыграли особую роль в гос. обеспечении и воспитании детей воинов Сов. Армии, партизан и детей, родители к-рых погибли.

Существуют два осн. типа Д. д.: дошкольные - для детей 3-7 лет и школьные - для детей 7-18 лет. Дошкольные Д. д. строят свою работу на основе программы воспитания в детском саду. Воспитанники школьных Д. д. учатся в школе данного микрорайона. Д. д. вместе со школой решают задачи коммунистич. воспитания, всестороннего развития детей, готовят их к самостоятельной жизни. При Д. д. создаётся попечительский совет, к-рый является органом общественности и содействует пед. коллективу в организации уч.-воспитат. работы и укреплении материально-технич. базы Д. д. Большую заботу о Д, д. проявляет сов. общественность - шефствующие пром. предприятия, учреждения, колхозы, совхозы и др.

В связи с ростом благосостояния трудящихся количество Д. д. и численность воспитанников в них сокращаются. В 1971 насчитывалось 1031 Д. д., 109 тыс. воспитанников (в 1958-4065 Д. д., 367 тыс. воспитанников).

Л. К. Балясная.

ДЕТСКИЙ ПАРАЛИЧ, группа детских заболеваний, обусловленных поражением нервной системы н сопровождающихся отсутствием или ограничением произвольных движений. К Д. п. относят вялый паралич, возникающий после острого инфекционного полиомиелита, и детский спастический паралич.

Д. п. спастический (церебральный детский паралич) возникает в результате поражения двигательных центров или двигательных путей при вирусных заболеваниях (корь, грипп и др.), сопровождающихся менин-гоэнцефалитом, или в результате кровоизлияния в мозг при длительных тяжёлых либо стремительных родах и др. Д. п. спастический чаще развивается вследствие кровоизлияния в мозг у недоношенных, родившихся в состоянии асфиксии детей - болезнь Л и т-л а (по имени англ, врача У. Литла, описавшего её). Заболевание проявляется повышением тонуса мышц, вследствие чего бёдра ребёнка повёрнуты внутрь, колени прижаты одно к другому (в тяжёлых случаях ноги перекрещиваются, отчего ребёнок не может ни сидеть, ни ходить), стопы касаются земли только носками. При волнениях, резких раздражениях (внезапный громкий звук, резкое неожиданное пассивное движение) тонус мышц усиливается, в силу чего произвольные движения затрудняются. Часто отмечаются насильственные непроизвольные чрезмерные движения - гиперкинезы.

Лечение в острый период симптоматическое; в последующем - ванны, массаж, лечебная гимнастика, побуждение ребёнка к активным движениям; препараты, снижающие тонус мышц, глутами-новая к-та, церебролизин, гаммалон; ортопедические мероприятия.

Лит.: Ц у к е р М. Б., Детские церебральные параличи, в кн.: Многотомное руководство по педиатрии, т. 8, М., 1965, с. 233 - 49; Эйдинова М. Б. и Правдина-Винарская Е. Н., Детские церебральные параличи и пути их преодоления, М., 1959 (библ.Х

ДЕТСКИЙ САД, учреждение для обществ, воспитания детей дошкольного возраста. Д. с. как тип учреждений существуют в большинстве стран и являются обычно первым звеном в системе нар. образования (см. Дошкольные учреждения).

Первое детское учреждение типа Д. с.-школа для малышей - было организовано в 1802 в Нью-Ланарке (Шотландия) Р. Оуэном. Впервые назв. "Д. с." было дано Ф. Фребелем дошкольному учреждению в Германии в 1837. В России первые Д. с. были открыты в 60-х гг. 19 в. В 1914 их насчитывалось 150 (4000 детей). С первых дней существования Сов. гос-ва началась организация Д. с. как массовых учреждений. За годы Сов. власти организована широчайшая сеть Д. с. В Программе КПСС поставлена задача дальнейшего расширения сети дошкольных учреждений с тем, чтобы удовлетворить потребности трудящихся в обществ, воспитании детей. Д. с. открываются местными Советами депутатов трудящихся, предприятиями, ведомствами, колхозами. С 1959 наряду с Д. с. организуются ясли-сады для детей с 2 месяцев до 7 лет. Работой всех дошкол-ьных учреждений руководят мин-ва просвещения и их местные органы. На конец 1970 насчитывалось 83 100 Д. с. и яслей-садов, в к-рых воспитывалось 8099,7 тыс. детей.

Содержание воспитат. работы в Д. с. определяется гос. "Программой воспитания в детском саду". Воспитание и обучение ведутся на родном языке детей. В Д. с. осуществляется физическое, умственное, нравственное, эстетическое и трудовое воспитание детей в соответствии с их возрастными особенностями. Детей объединяют в группы по 20-25 чел. по возрастному принципу: младшая группа - дети 4-го года жизни, средняя группа - дети 5-го года, старшая группа -дети 6-го года, подготовительная группа к школе - дети 7-го года. Дети в Д. с. находятся 10 или 12 часов в день; для детей, родители к-рых работают по сменам или работа к-рых связана с отъездами, имеются интернатные Д. с., откуда детей берут домой только на выходные дни.

Уклад жизни детей в Д. с. организуется в рамках рационального режима и чередования игр, занятий, посильного труда и отдыха. Забота о здоровье и правильном физич. развитии детей - одна из важнейших задач Д.с. Её решение обеспечивается правильным режимом дня, рациональным питанием, закаливанием детского организма, профилактич. мероприятиями, гимнастич. упражнениями, мед. надзором. В режиме Д. с. много времени отводится разнообразным играм, в т. ч. дидактическим - на развитие речи, слуха, счёта, на распознавание цвета, формы и т. д. (см. Игры детские). Торжественными и весёлыми музыкально-художественными утренниками отмечаются рево-люц. праздники и памятные даты.

На занятиях дети знакомятся с явлениями природы и обществ, жизни, учатся рисованию, лепке, конструированию, пению, овладевают начатками грамоты и элементарными матем. представлениями. В процессе занятий у детей развиваются речь и мышление, постепенно формируются первонач. навыки уч. деятельности: умение слушать и понимать объяснения воспитателя, действовать согласно его указаниям, доводить работу до конца. Детей приучают наблюдать природу, воспитывают любовь к ней, уважение к труду людей. Всей системой своей работы Д. с. готовит детей к школе.

В Д. с. детей воспитывают педагоги со спец. пед. образованием. Воспитатели Д. с. тесно связаны с семьями детей, ведут пропаганду пед. знаний среди родителей. Для дошкольных работников выпускаются наглядные пособия (картины, альбомы, диафильмы, кинофильмы), методич. лит-pa, справочники. Вопросы воспитания детей в Д. с. широко освещает журн. "Дошкольное воспитание".

В др. социалистич. странах дошкольные учреждения также входят в систему нар. образования и содержатся за счёт гос-ва.

В капиталистич. странах Д. с. существуют гл. обр. на частные средства, а также на средства церковных и обществ, организаций. В США имеются дошкольные учреждения, создаваемые родителями на кооперативных началах. Содержание воспитат. программы Д. с. зависит от пед. взглядов их организаторов и руководителей.

Илл. см. на вклейке, табл. IX (стр. 176-177).

Лит.: Программа воспитания в детском саду, М., 1970; Дошкольное воспитание. Библиографический справочник, 2 изд., М., 1965; Справочник по дошкольному воспитанию, 2 изд., М., 1967. М. В. Залужская.

ДЕТСКИЙ ТЕАТР, 1) спектакли, разыгрываемые силами детей. История Д. т. восходит к т. н. школьному театру, возникшему в России в 17 в. В сов. время Д. т. представляет собой один из видов детской художеств, самодеятельности, организуемой в дворцах и домах пионеров и школьников, школах, клубах и т. п. (см. Детское творчество, Художественная самодеятельность). 2) Театр для детей (театр юных зрителей - ТЮЗ) - проф. театр, предназначенный для детской аудитории.

В дореволюц. России проф. театров для детей не было. После Октябрьской революции создание их стало предметом заботы государства. Сов. Д. т. складывался при активной поддержке и прямом содействии первого нар. комиссара просвещения А. В. Луначарского (он возглавлял директорию 1-го Гос. театра для детей, Москва, 1920). Большой вклад в дело становления и развития Д. т. внесли его первые деятели и руководители -А. А. Брянцев, Н. И. Сац, Ю. М. Бонди, Г. Л. Рошаль, А. И. Соломарский, С. Я. Городисская, А. А. Такаишвили, Г. И. Шагаев и др. Первые Д. т. появились в годы Гражд. войны в Петрограде, Москве, Саратове, Екатеринодаре, но просуществовали недолго. В 1920-е гг. создаются театры во мн. городах страны: Театр для детей в Харькове (1920, ныне ТЮЗ им. М. Горького во Львове), Московский театр для детей (1921, ныне Центральный детский театр), Ленинградский театр юных зрителей (1922), Киевский театр для детей (1924, ныне ТЮЗ им. Ленинского комсомола), Московский театр юного зрителя (1924), Русский и Грузинский ТЮЗы в Тбилиси (1927 и 1928), ТЮЗы в Горьком (1928, см. Горъковский театр юного зрителя), Баку (1928), Ереване (1929), Новосибирске (1930, см.

Новосибирский театр юного зрителя) и др. К 1930 было уже 20 Д. т., играющих как на русском, так и на др. языках народов СССР. Сеть их с каждым годом расширялась; одновременно росло и количество кукольных театров. Зарождение сов, театра кукол как проф. театра для детей также относится к 1918-19, когда возникли первые театры этого типа (Театр петрушек и китайских теней Н. Я. и И. С. Ефимовых в Москве, Театр марионеток Л. В. Шапориной-Яковлевой в Петрограде). В 1971 в стране работало ок. 100 театров кукол, обслуживающих детей младшего школьного возраста (см. Театр кукол).

Репертуар Д. т. первоначально составляли гл. обр. инсценировки сказок и повестей, входящих обычно в круг детского чтения ("Маугли" по Киплингу, "Соловей" по Андерсену, "Гайавата" по Лонгфелло, "Том Сойер" и "Принц и нищий" по Твену, "Конёк-Горбунок" по Ершову и др.). Свою специфику Д. т. искали не только в репертуаре, но и в сценич. решении спектаклей, стремясь к особой красочности и синтетичности представления или используя принципы детской игры ("Дон Кихот" по Сервантесу в Ленингр. ТЮЗе, "Негритёнок и обезьяна" Н. И. Сац и С. Г. Розанова в Моск. т-ре для детей).

В середине 1920-х гг. появляются первые пьесы для детей на совр. темы: "Тимошкин рудник" Л. Ф. Макарьева, "Чёрный Яр" А. Н. Афиногенова, "Аул Гидже" Н. Я. Шестакова, "Винтовка 492116" А. А. Крона. Их героем становится сов. подросток. Сценич. воплощение подобных ролей выдвинуло на первый план плеяду молодых актрис-травести. Среди них В. А. Сперантова, А. А. Охи-тина, К. П. Коренева, Н. Н. Казарино-ва, Г. В. Бурцева, С. А. Фомина, Г. Н. Купрашвили и др. С нач. 1930-х гг. сов. драматургия заняла осн. место в репертуаре Д. т., способствуя воспитательной работе школы и пионерской организации. В дальнейшем развитии в ней постепенно преодолевалось слишком узкое понимание специфики Д. т., выражавшееся в иллюстративности и дидактичности ряда детских пьес. Значительно расширился круг авторов. Наряду с детскими писателями - А. Я. Бруштейн, В. А. Любимовой, Е. Л. Шварцем, Л. А. Кассилем, С. В. Михалковым -в создании драматургии Д. т. приняли участие К. А. Тренёв ("Гимназисты"), В. П. Катаев ("Белеет парус одинокий"), И. В. Шток ("Дом № 5"), А. Н. Толстой ("Золотой ключик"), М. А. Светлов ("Сказка" и "20 лет спустя"). Центром внимания Д. т. становится проблема морального и обществ, облика подростка ("Серёжа Стрельцов" Любимовой, "Брат героя" Кассиля, "Клад" Шварца), его способность к подвигу ("Единая боевая" Бруштейн, "Хлопчик" М. Н. Даниэля). К сер. 1930-х гг. окончательно складываются осн. идейно-художеств. и пед. принципы сой. Д. т. как театра высокого проф. уровня, обслуживающего детей разного возраста, строящего свой репертуар в соответствии с интересами и психологич. особенностями той или иной возрастной группы: для младших школьников разрабатывается преим. жанр театр, сказки, в к-рой фантастика и фольклор сочетаются подчас с элементами совр. действительности ("Снежная королева" Шварца, "Сказки" и "Двенадцать месяцев" С. Я. Маршака, "В гостях у Кащея" В. А. Каверина и др.); приключенческие, историко-революц. пьесы, комедии составляют основу репертуара для подростков; спектакли с более углублённой проблематикой (в т. ч. произв. отечественной и иностранной классич. драматургии, выбор к-рых часто определяется школьной учебной программой) адресованы старшеклассникам. В каждом Д. т. имеется пед. часть, осуществляющая связь со школой.

В годы Великой Отечеств, войны 1941-1945 Д. т. (часть к-рых была эвакуирована в тыл) вели большую работу по обслуживанию не только детского, но и взрослого зрителя. Особое значение в это время приобрела тема патриотич. служения Родине (спектакли "Сказка о правде" М. И. Алигер, "Сын полка" В. П. Катаева, "Город мастеров" Т. Г. Габбе и др.). Со 2-й пол. 40-х гг. в спектаклях Д. т. всё большее внимание начинает уделяться внутр. миру, формированию характера подростка и юноши, становлению их этич. и гражд. самосознания ("Красный галстук" С. В. Михалкова, "Аттестат зрелости" Л. Б. Гераскиной, "Два капитана" по В. А. Каверину). С утверждением высоких нравственных идеалов сов. молодёжи связана драматургия В. С. Розова ("Её друзья", "В добрый час!", "В поисках радости"). О жизни совр. сов. школы рассказывали пьесы А. Г. Хмелика ("Друг мой, Колька!"), Н. Г. Долининой ("Они и мы"). В пьесах "Именем Революции" М. Ф. Шатрова (1957, МТЮЗ), "Семья" И. Ф. Попова (1960, Центр, детский театр), "Удивительный год" М. П. Прилежаевой (1969, там же) на сцене Д. т. был воссоздан образ В. И. Ленина.

Большое значение для развития Д. т. имела деятельность режиссёров и актёров Л. Ф. Макарьвва, И. С. Деевой, Н. Я. Маршака, А. 3. Окунчикова, В. С. Колесаева, П. В. Цетнеровича, М. О. Кнебель, Т. А. Шамирханя-на, В. Л. Витальева, Ю. П. Киселёва, Р. Н. Капланянаи др.

В 1960-е гг. выдвинулись режиссёры 3. Я. Корогодский, П. О. Хомский, А. Я. Шапиро, И. Унгуряну и др. Среди актёров Д. т.- Л. Н. Князева, М. Г. Куприянова, И. Д. Воронов, В. Ф. Сингаевская, Р. Ф. Лебедев, Е. И. Шевченко и др. В Д. т. начинали творч. деятельность О. Н. Ефремов, Р. А. Быков, А. В. Эфрос. Для Д. т. работали художники Н. А. Шифрин, В. Ф. Рындин, Б. Г. Кноблок, В. Л. Та-лалай, композиторы Д. Б. Кабалевский, Н. М. Стрельников, И. Н. Ковнер и др.

В СССР в 1971 действовали 46 драматических и один музыкальный (1965, рук. Н. И. Сац) Д. т.

Наряду с Д. т. спектакли для детей ставятся также и в театрах для взрослых.

В социалистич. странах Д. т. широко пользуются опытом и репертуаром сов. театра для детей, имеют гос. поддержку, располагают стационарными помещениями. Д. т. созданы в Болгарии, Венгрии, ГДР ("Театр дружбы" в Берлине, рук. И. Роденберг, "Театр молодого поколения" в Дрездене),и Румынии, Чехословакии (Театр им. И. Волькера в Праге, рук. В. Адамек). В капиталистич. странах Д. т. является делом частной инициативы или местной общественности. Б. ч. это передвижные коллективы полу проф. характера. В США спектакли для детей часто осуществляются силами студентов гуманитарных ф-тов ун-тов и колледжей (в виде их летней практики). В числе видных деятелей Д. т. за рубежом: Л. Шансерель (Франция), П. Слейд (Великобритания), Г. Снюк (Нидерланды) и др.

В 1965 создана Междунар. ассоциация театров для детей и юношества (АССИТЕЖ), президентом к-рой с 1968 является К. Я. Шах-Азизов (руководитель Центр, детского театра, Москва), ген. секретарём - Р. М. Бодуэс (Франция).

Илл. см. на вклейке, табл. X (стр. 176-177).

Лит.: Сац Н., Розанов С., Театр для детей, М., 1925; Аронов С., Театр юного зрителя в СССР, М.- Л., 1940; Театр для детей. Сб., М., 1955; Сац Н., Дети приходят в театр, [М., 1961]; Л ю б и н-ский И., Театр и дети, М., 1962; Рубина Ю., Театр и подросток, М., 1970; Ш п е т Л., Советский театр для детей. Страницы истории, М., 1971. Л.Г.Шпет.

ДЕТСКИЙ ТРУД, наёмный труд малолетних, т. е. лиц, не достигших возраста трудовой дееспособности. В период утверждения капиталистического способа произ-ва применение наёмного труда детей (начиная с 5-6 лет) стало обыденным явлением.

Говоря о причинах появления Д. т. при капитализме, К. Маркс писал: "Поскольку машины делают мускульную силу излишней, они становятся средством применения рабочих без мускульной силы или не достигших полного физического развития, но обладающих более гибкими членами. Поэтому женский и детский труд был первым словом капиталистического применения машин!" (М арке К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 23, с. 406).

На ранних стадиях развития капитализма Д. т. эксплуатировался на тех же условиях, что и труд взрослых рабочих; это приводило к физич. и моральной деградации детей и подростков, к высокой их смертности. Проблема Д. т. стала одной из важнейших социальных проблем капиталистич. общества, а ограничение Д. т.-одним из требований рабочего класса. Впервые законодательное ограничение Д. т. было проведено в Великобритании в 1833; был принят закон, ограничивающий продолжительность рабочего дня детей 9 -13 лет 8 часами, а подростков 13-18 лет -12 часами; запрещался ночной труд детей и подростков 9-18 лет. Одним из требований рабочего класса является повышение минимального возраста допуска детей к работе по найму, а также установление возраста обязательного школьного обучения. Однако в большинстве совр. гос-в установлен низкий возраст трудовой дееспособности - в 33 гос-вах (1970) допускается приём на работу детей с 14 лет. Конвенция Междунар. организации труда (МОТ) № 59 (1937), устанавливающая минимальный возраст приёма детей на работу в 15 лет, ратифицирована на 1 янв. 1970 только 22 странами (в т. ч. СССР).

В Иране, Турции, Португалии, Таиланде, Коста-Рике, Гаити дети принимаются на работу с 12 лет. В Японии, Австралии, Исландии, Швеции, ЮАР не запрещается применение труда детей и подростков в ночное время. Рабочее время подростков, не достигших 16 лет, в большинстве штатов США - 8 часов в день, или 48 часов в неделю.

Рабочий день детей по законам штатов Юж. Каролина и Юж. Дакота составляет 10 часов в день, а в штате Айдахо-9 часов в день, или 54 часа в неделю. Проблема Д. т. в капиталистич. странах, несмотря на законы об улучшении условий труда детей, остаётся одной из острых социальных проблем современности. Полное запрещение Д. т. в условиях капитализма, по мнению Маркса, является пустым благочестивым пожеланием.

В странах социализма нет понятия "детский труд". Ф. Энгельс писал:"...впервый же день после взятия им политической власти рабочему классу предстоит принять для охраны женского и детского труда еще гораздо более решительные меры, чем билль о десятичасовом или даже о восьмичасовом рабочем дне" (там же, т. 7, с. 242). Одним из первых декретов Сов. власти был декрет о 8-часовом рабочем дне, запретивший Д. т. и регламентировавший труд подростков. Эти же положения были включены в Кодексы законов о труде РСФСР 1918 и 1922. В действующем трудовом законодательстве СССР, а также в законодательствах др. социалистич. стран установлен высокий возраст трудовой дееспособности (напр., Указом Президиума Верховного Совета СССР от 13 дек. 1956 запрещён приём на работу лиц моложе 16 лет, в исключит. случаях, по согласованию с фабричными, заводскими или местными комитетами профсоюзов, могут приниматься на работу лица, достигшие 15 лет). Подробно об условиях труда подростков см. в ст. Несовершеннолетн ие.

Лит.: Труд подростков на подземных работах, в шахтах и рудниках любого рода. Международная конференция труда. Сессия 49-я. Доклад IV(2) [MOT], Женева, 1965; Молодежь и труд. Международное бюро труда. Международная конференция труда. Сессия 44-я. Доклад 1, ч. 1, Женева, 1960; Киселев И. Я., Капитализм и рабочая молодежь, М., 1964; Working children. A report on child labor 1969, Wash., 1970; Children and youth in Latin America, 1969, Santiago, 1969. Е. Н. Коршунова.

ДЕТСКОЕ КИНО, произведения киноискусства - художественные (игровые и мультипликационные), хроникально-документальные и научно-популярные фильмы, создаваемые специально для детей. К Д. к. относятся также фильмы для взрослых, по своему содержанию соответствующие задачам воспитания подрастающего поколения. В СССР Д. к.-одно из активных средств коммунистич. воспитания детей. Оно использует и: развивает традиции сов. киноискусства, опыт, художеств, достижения сов. лит-ры и театра, следует принципам сов. педагогики. При работе над детским фильмом учитываются возрастные особенности юных зрителей, специфика их мышления, эстетич. восприятия.

Впервые Д. к. как особая область киноискусства было создано в Сов. Союзе. В дореволюц. России в Петербурге, Москве и др. городах иногда устраивались киносеансы для детей, на к-рых демонстрировались экранизации рус. нар. сказок, классич. лит-ры, первые рус. мультипликационные фильмы. В 1918 был выпущен первый фильм для юных зрителей ("Сигнал" по рассказу В. Г. Гаршина, реж. А.А. Аркатов). С 1924 началось регулярное производство детских фильмов. В 1927 состоялось совещание по вопросам детского и школьного кино под председательством Н. К. Крупской, к-рое оказало большое влияние на развитие Д. к. В крупных городах были открыты детские кинотеатры, началась кинофикация школ, создан научно-методич. киносектор при Центр, доме художеств. воспитания детей в Москве (в 1931), на студии "Союзкинохроника" (Москва) стал выходить ежемесячный киножурнал "Пионерия" (по инициативе реж. А. А. Ованесовой). В 1936-48 в Москве работала киностудия "Союздетфильм", являвшаяся центром сов. детской кинематографии. В 1936 создана студия "Союзмультфильм", выпускающая мультипликационные фильмы для детей. В 1959 при киностудии "Мосфильм" организовано объединение "Юность", в 1963 киностудия им. М. Горького преобразована в Центр, киностудию детских и юношеских фильмов им. М. Горького. Создаются фильмы для детей и юношества, разнообразные по жанрам, видам, тематике. Ставятся киноэпопея и сказка, драма и комедия, новелла лирич. и сатирич., приключенческий фильм, экранизируются произведения лит-ры. Фильм "Красные дьяволята" (1923, по повести П. А. Бля-хина, реж. И. Н. Перестиани) по существу положил начало революционной теме в сов. Д. к. Ярким, значит, явлением стал первый звуковой детский фильм "Рваные башмаки" (1933, реж. М. А. Барская; повторно выпущен в 1970) о жизни детей нем. рабочих в годы, предшествующие фашизму. Героике революции и Гражданской войны, жизни и подвигам сов. детей и молодёжи во время Великой Отечеств, войны 1941-45 посвящены мн. фильмы, в т. ч.: "Федька" (1937, реж. Н. И. Лебедев), "Дума про казака Голо-ту" (1937, по "РВС" А. П. Гайдара, реж. И. А. Савченко), "Белеет парус одинокий" (1937, по повести В. П. Катаева, реж. В. Г. Легошин), "Жила-была девочка" (1944, реж. В. В. Эйсымонт), "Сын полка" (1946, по повести В. П. Катаева, реж. В. М. Пронин), "Молодая гвардия" (1948, по роману А. А. Фадеева, реж. С. А. Герасимов). Для сов. Д. к. с самого начала его развития характерны широкий тематич. охват явлений современной жизни, обращение к проблемам формирования характера ребёнка в сов. обществе, долга и дружбы, морали и этики, жизни школы и т. д. На материале современности построены фильмы: "Тимур и его команда" (1940, по повести Гайдара, реж. А. Е. Разумный), "Алёша Птицын вырабатывает характер"(1953, по А. Л. Барто, реж. А. М. Граник), "Васек Трубачёв и его товарищи" (1955), "Отряд Трубачёва сражается" (1957) (по повести В. А. Осеевой, реж. обоих фильмов И. А. Фрэз), "Друг мой, Колька!" (1961, реж. А. А. Салтыков и А. Н. Митта), "Добро пожаловать..." (1964, реж. Э. Г. Климов), "Последний день каникул" (1964, реж. А. П. Жебрюнас), "Звонят, откройте дверь" (1966, реж. Митта), "Доживём до понедельника" (1969, реж. С. И. Ростоцкий) и др. В лучших фильмах проявилось стремление ввести детей в реальный мир глубоких человеческих отношений, научить самостоятельно мыслить и оценивать жизненные явления. Значит. часть фильмов для детей составляют фильмы-сказки, мн. из к-рых основаны на фольклорном материале или представляют собой экранизацию лучших произведений классич. и совр. лит-ры. Большую популярность получили фильмы: "По щучьему велению" (1938), "Василиса Прекрасная" (1940), "Конёк-Горбунок" (1941),"Кащей Бессмертный" (1945)(реж. всех фильмов А. А. Роу), "Каменный цветок" (1946, по П. П. Бажову, реж. А. Л. Птушко), "Золушка" (1947, реж. Н. Н. Кошеверова и М. Г. Шапиро) и др. В 60-е гг. в фильмы-сказки вводятся бытовые, реалистич. черты, элементы пародии, стилизации, совр. разговорная речь ("Морозко", реж. Роу, "Айболит-66", реж. Р. А. Быков, и др.). Сказочный жанр успешно развивается в мультипликационных фильмах. В 30-х гг. выпущены "Новый Гулливер" (1935), "Золотой ключик" (1939, по А. Н. Толстому) (реж. обоих фильмов Птушко), где игра актёров сочетается с рисованной и объёмной мультипликацией. Тематич. разнообразие, богатство изобразит, приёмов, высокий художеств, вкус характеризуют фильмы: "Конёк-Горбунок" (1947, реж. И. П. Иванов-Вано), "Федя Зайцев" (1948, реж. В. С. и 3. С. Брумберг), "Каникулы Бонифация" (1966, реж. Ф. С. Хитрук), "Варежка" (1967, реж. Р. А. Качанов) и др.

Большое значение для воспитания детей имеют выдающиеся сов. фильмы: "Мать" В. И. Пудовкина (по М. Горькому), "Чапаев" бр. Васильевых (по Д. М. Фурманову), трилогия о Максиме Г. М. Козинцева и И. 3. Трауберга, "Детство Горького" М. С. Донского (по М. Горькому) и др.

В создании детских фильмов участвуют видные писатели, художники, композиторы. К работе в Д. к. обращались реж. Л. О. Арнштам, В. М. Петров, Г. Л. Рошаль, В. А. Шнейдеров, С. И. Юткевич и др.

Широко использует Д. к. возможности документального и научно-популярного кино. Выпускаются научно-популярные киножурналы для детей: "Звёздочка" (4 раза в год), "Хочу всё знать" и "Горизонт" (ежемесячно), документальный киножурнал "Пионерия" (ежемесячно). Для научно-популярных фильмов характерно сочетание гуманистич. направленности с занимательностью, научного содержания с поэтичной сказочной формой ("Русачок", "Серая звёздочка", "Как чайка догоняла грузовик", "Тук-тук-тук" и др.)

Мн. сов. фильмы для детей удостоены почётных наград и премий на междунар. кинофестивалях: "Жила-была девочка" (реж. Эйсымонт), "Чук и Гек" (реж. И. В. Лукинский и М. Н. Фёдорова), "Школа мужества" (реж. В. П. Басов и М. В. Корчагин), "Лурджа Магданы" (реж. Т. Е. Абуладзе и Р. Д. Чхеидзе), "Девочка ищет отца" (реж. Л. В. Голуб), "Дикая собака Динго" (реж. Ю. Ю. Ка-расик)и др.

Комиссия Д. к. Союза кинематографистов СССР поддерживает связи с деятелями зарубежного Д. к., проводит творч. мероприятия, активизирующие процесс развития кино для детей. Вопросы теории и практики Д. к. разрабатываются К. К. Парамоновой и др.

В др. социалистич. странах в Д. к. работают режиссёры: К. Земан, К. Кахиня (ЧССР), Д. Петров, С. Шива-чев (НРБ), X. Бальман, Г. Клейн, К. Пет-цольд, В. Бек, X. Каров, К. Георги (ГДР), Д. Палашти, 3. Фабри (ВНР), Е. Бостан(СРР), Я.Насфетер (ПНР) и др. Ставятся историко-революц. фильмы и фильмы о современности, игровые и мультипликационные, экранизируются нар. сказки и произв. детской классич. и совр. литературы. Выпускаются научно-популярные фильмы, киножурналы "Пионерский еженедельник" (ГДР), "Наш журнал" (СРР) и др.

Во многих капиталистических странах производство детских фильмов началось после 2-й мировой войны 1939-45.

Для лучших художественных-фильмов, выпускаемых в Великобритании, характерны глубокое понимание внутреннего мира ребёнка, поэтичность, немало фильмов посвящено дружбе детей и животных. Во Франции вслед за поэтич. сказками-аллегориями "Белая грива" и "Красный шар" (реж. А. Ламорис) появилась серия короткометражных фильмов-новелл о духовном мире детей. В США известностью пользуются фильмы У. Диснея "Белоснежка и семь гномов" (1938), "Бэмби" (1942). Экранизируются сказки, произведения детской мировой классич. и совр. лит-ры, снимаются фильмы о дружбе детей и взрослых с животными. В капиталистических странах (особенно США) Д. к. нередко проповедует антигуманистические идеи, ведущие к развращению сознания детей. Значительное явление Д. к. Швеции - серия фильмов "Малютка Червен, Боцман и Мозес", "Червей и Скроллан", "Червен и Мю-зак" (по мотивам рассказов А. Линд-грен, реж. У. Хельоом). В Великобритании, Франции, Бельгии, Швеции и др. странах имеются детские киноклубы, которые организуют спец. сеансы для детей, проводят диспуты и конференции, выпускают бюллетени.

В 1958 при ЮНЕСКО создан Междунар. центр фильмов для детей и молодёжи (Брюссель), к-рый координирует работу нац. центров, организует ежегодные Междунар. фестивали детских фильмов (проводятся с 1953), издаёт информационную лит-ру по Д. к.

Илл. см. на вклейке, табл. XI (стр. 176-177).

Лит.: Б е г а к Б..Громов Ю., Большое искусство для маленьких, М., 1949; Дол и некий И., Развитие детского кино, в кн.: Очерки истории советского кино,т. 2, М., 1959; его же, Детское кино, там же, т. 3, М., 1961; Парамонова К. К., Рождение фильма для детей, М., 1962; её же, Образ-характер - роль в фильме для детей, М., 1966; её ж е, В зрительном зале - дети, М., 1967. Н. И. Преснякова.

ДЕТСКОЕ МЕСТО, образование, осуществляющее связь между плодом в период его внутриутробного развития и организмом матери; то же, что плацента.

ДЕТСКОЕ ПИТАНИЕ, питание ребёнка. (О питании новорождённого ребёнка и грудного ребёнка см. в ст. Вскармливание.) От правильно построенного питания зависит нормальное физич. и нерв-но-психич. развитие ребёнка, выработка иммунитета к различным заболеваниям. Особенностью развития детей всех возрастов является их высокая потребность во всех пищевых и биологич. компонентах.