загляните на купон-скидку или справочники: окна kbe, окна veka, окна rehau, остекление балкона, остекление лоджии, изготовление окон, монтаж окон, остекление, производство окон, металлопластиковые окна, окна пвх, пластиковые окна, установка окон, стеклопакеты и евроокна.



ВСЁ О СТРОИТЕЛЬСТВЕ, ЖЕЛЕЗОБЕТОНЕ, БЕТОНЕ, АРХИТЕКТУРЕ И НЕ ТОЛЬКО...:
ОПРЕДЕЛЕНИЯ:

АСФАЛЬТИРОВАНИЕ, устройство асфальтобетонных покрытий на автомобильных дорогах, улицах, аэродромах и т. п. путём укладки и уплотнения асфальтобетонной смеси по предварительно подготовленному основанию. В зависимости от назначения покрытия асфальтобетонную смесь (асфальтобетон) укладывают в один или два слоя на основание из щебня, гравия (нежёсткое основание) или бетона (жёсткое основание). Нижний слой толщиной 4-5 см устраивают из крупно- или среднезерни-стой смеси с остаточной пористостью 5-10% ; верхний слой толщиной 3-4 см-из средне- или мелкозернистой смеси (остаточная пористость 3-5%). При тяжёлых нагрузках и интенсивном движении транспорта покрытия устраивают 3-4-слойными общей толщиной 12-15 см. АСФАЛЬТИРОВАНИЕ начинается с очистки основания от пыли и грязи механич. дорожными щётками и поливомоечными машинами, исправления неровностей основания, обработки его поверхности жидким битумом или битумной эмульсией. Асфальтобетонная смесь приготовляется в асфальтобетоно-смесителях на стационарных или полустационарных заводах (установках), доставляется на место автомобилями-самосвалами и загружается в приёмный бункер асфалътобетоноукладчика, к-рый укладывает, разравнивает и предварительно уплотняет смесь. Окончат. уплотнение осуществляется катками дорожными. .


КОММУНАЛЬНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО, отрасль строительства, занятая сооружением объектов, связанных с обслуживанием жителей городов, посёлков городского типа, районных сельских центров и населённых пунктов сельской местности. В числе этих объектов: системы водоснабжения и канализации с очистными сооружениями и сетями; сооружения городского электрического транспорта с путевым, энергетическим хозяйством, депо и ремонтными предприятиями; сети газоснабжения и теплоснабжения с распределительными пунктами, районными и квартальными котельными; электрические сети и устройства напряжением ниже 35 кв; гостиницы; городские гидротехнические сооружения; объекты внешнего благоустройства населённых мест, озеленения, дороги, мосты, путепроводы, ливнестоки; предприятия санитарной очистки, мусороперерабатывающие и др. Планомерное развитие КОММУНАЛЬНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА в СССР началось ещё в 1-й пятилетке и осуществлялось нарастающими темпами до начала Великой Отечеств, войны 1941-45. В годы 4-й пятилетки (1946-50) проводились работы по восстановлению объектов коммунального назначения, разрушенных во время нем.-фаш. оккупации. В последующие годы КОММУНАЛЬНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО велось высокими темпами в связи с бурным развитием промышленности, культуры, увеличением численности городов и посёлков городского типа .
ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО, теория и практика планировки и застройки городов (см. Город). ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО определяют социальный строй, уровень развития производственных сил, науки и культуры, природно-климатичие условия и национальные особенности страны. ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО охватывает сложный комплекс социально-экономических, строительно-технических, архитектурно-художественных, а также санитарно-гигиенических проблем. Общим для ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО досоциалистических формаций является большее или меньшее влияние на него частной собственности на землю и недвижимое имущество..
ЗЕЛЁНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО, составная часть современного градостроительства. Городские парки, сады, скверы, бульвары, загородные парки (лесопарки, лугопарки, гидропарки, исторические, этнографические, мемориальные), национальные парки, народные парки, тесно связанные с планировочной структурой города, являются необходимым элементом общегородского ландшафта. Они способствуют образованию благоприятной в санитарно-гигиеническом отношении среды, частично определяют функциональную организацию городских территорий, служат местами массового отдыха трудящихся и содействуют художественной выразительности архитектурых ансамблей. При разработке проектов садов и парков учитывают динамику роста деревьев, состояние и расцветку их крон в зависимости от времени года.

Главная страница
Поиск по сайту
Оглавление страниц

Объяснение слов: словарь, справочник, информация. Строительство, экономика, промышленность - все сферы жизни: от А до Г, от Г до П и от П до Я

Общая сумма активов, контролируемых Д. ф. г., в 1970 составила ок. 20 млрд. долл.

Е. ф. Жуков.

ДЕТСКАЯ БЕСПРИЗОРНОСТЬ, полный отрыв несовершеннолетнего от семьи, сопряжённый с утратой постоянного места жительства и занятий. Является наиболее острой формой безнадзорности - ослабления попечения о несовершеннолетних со стороны родителей или заменяющих их лиц (недостаточность воспитывающего влияния, контроля за времяпрепровождением, связями, поведением и т. д.). Беспризорность и безнадзорность создают угрозу правильному формированию личности детей и подростков, условия для появления и укоренения у них социально негативных навыков.

В бурж. обществе социальная обстановка обусловливает раннее сиротство многих тысяч детей, к-рые даже в наиболее развитых капиталистич. странах часто оказываются предоставленными самим себе. Росту Д. б. и безнадзорности в капиталистич. странах способствуют насаждение бурж. идеологии и психологии индивидуализма, моральная изоляция личности от интересов общества. Усиливающийся кризис семьи ставит в условия Д. 6. или безнадзорности и значит, часть детей, имеющих родителей (см. также ст. Детская преступность).

Успешная борьба с Д. б. возможна только в социалистич. обществе, где ликвидируются её социальные причины. В СССР с первых же дней после победы Великой Окт. социалистич. революции принимались серьёзные гос. меры по преодолению Д. б. и порождённых ею тяжёлых социальных последствий: была создана государственная система социально-правовой защиты несовершеннолетних и помощи им, образованы специали-зиров. органы и учреждения по борьбе с беспризорностью и её предупреждению, комиссии по делам несовершеннолетних, детская социальная инспекция, приёмники-распределители, детские дома и коммуны и др. В февр. 1919 по предложению В. И. Ленина был создан Гос. совет защиты детей под председательством А. В. Луначарского для проведения комплекса мероприятий по охране подра-, стающего поколения (декрет от 4 февр. 1919, СУ РСФСР, 1919, № 3, ст. 32). Особенно напряжённое положение сложилось в нач. 20-х гг. в результате отрицат. влияния на условия жизни и воспитания детей таких последствий империалистич. и Гражд. войн, как потеря родителей, эпидемии, голод, массовые перемещения населения. По различным данным, число детей, нуждавшихся в немедленной помощи гос-ва, составляло в 1921 4-6 млн. чел., в 1923 - 2,5-4 млн. 27 янв. 1921 для объединения и согласования деятельности всех ведомств по оказанию помощи детям и борьбе с Д. б. была создана Комиссия по улучшению жизни детей - "Деткомиссия ВЦИК" во главе с ф. Э. Дзержинским. В 1921-. 1922 только в Поволжье получили питание и одежду ок. 5 млн. детей, 150 тыс. детей было эвакуировано, 200 тыс. принято на содержание Красной Армией, профсоюзами, крестьянскими орг-циями. В 1923 гос. помощь получили более 1 млн. детей-сирот. Сеть приёмников-распределителей, в к-рых оказывалась первая социальная помощь беспризорным и проводилась их подготовка к переводу в организованный коллектив (в стационарные дет. учреждения), составляла в 1921 - 175, в 1926-284; в детских домах, колониях, коммунах различных типов в 1917 воспитывалось 30 тыс., в 1919-125 тыс., в 1921 -540 тыс. детей. Многие детские дома, колонии и коммуны приобрели широкую известность постановкой воспитат. работы и добились больших успехов в воспитании беспризорных: колония имени М. Горького, коммуна имени Ф. Э. Дзержинского, Прилуцкая трудовая коммуна, Болшевская коммуна, Лопасненский ин-т трудового воспитания "Новая жизнь" и др. Важное значение для развития борьбы с Д. б. имели пост. ВЦИК и СНК от 21 сент. 1925 О мероприятиях по подготовке воспитанников дет. домов к трудовой деятельности и от 5 апр. 1926 О порядке и условиях передачи воспитанников в крест, семьи, пост. ЦИК и СНК СССР от авг. 1926 О мерах по борьбе с детской беспризорностью и др. В 1924 был создан "Фонд им. В. И. Ленина для оказания помощи беспризорным детям", в 1926- добровольное общество "Друг детей". В результате проведённой работы Д. б. быстро сокращалась: в 1924 в дет. домах находилось 280 тыс., в 1926-250 тыс., в 1927/28-159 тыс. детей. Ликвидация Д. б. была в основном завершена в сер. 30-х гг. В 1935 СНК СССР и ЦК ВКП(б) в своём пост, отметили, что в условиях улучшения материального положения трудящихся и при значит, количестве дет. учреждений наличие нек-рого числа беспризорных детей объясняется только недостатками профилактич. работы. В пост, была подчёркнута роль общественности в воспитании детей, определена система мероприятий по предупреждению Д. б. и безнадзорности, разработаны меры борьбы с правонарушениями несовершеннолетних, повышена ответственность родителей за воспитание детей.

В годы Великой Отечеств, войны 1941-45, когда многие дети потеряли родителей, Сов. гос-во при активной помощи общественности сумело предотвратить Д. б. Пост. СНК СССР от 23 янв. 1942 Об устройстве детей, оставшихся без родителей, предусмотрело расширение сети детских учреждений, первоочередное их снабжение, регламентировало вопросы устройства детей и возвращения их в семьи.

В СССР Д. б. практически отсутствует: планомерно осуществляется система мероприятий, направленная на ликвидацию безнадзорности, повышение эффективности семейного и школьного воспитания, организации досуга несовершеннолетних, социального контроля за поведением, времяпрепровождением, связями детей и подростков. Местными органами власти установлены ограничения пребывания несовершеннолетних на улице и в других обществ, местах после 22 часов, посещения ими ресторанов и кафе; запрещена продажа несовершеннолетним спиртных напитков. За вовлечение детей и подростков в преступную деятельность, в пьянство, бродяжничество и попрошайничество, азартные игры, проституцию установлена уголовная ответственность (см., напр., УК РСФСР, ст. 210). Законом предусматривается ответственность родителей и других воспитателей за надлежащее выполнение ими своих обязанностей по воспитанию детей, по их обучению и подготовке к общественно полезной деятельности; при нарушении этих обязанностей принимаются меры воздействия, вплоть до отобрания детей у родителей или лишения родительских прав (напр., Кодекс законов о браке и семье РСФСР, ст. 52). Безнадзорные подростки и семьи, в которых они воспитываются, берутся на учёт детскими комнатами милиции и комиссиями по делам несовершеннолетних для проведения профилактич. работы, а в случае необходимости и мер воздействия в отношении самого подростка или его родителей. См. также Опека, Попечительство, Родительские права и обязанности.

Лит.: Дзержинский Ф. Э., Избранные статьи и речи, М., 1947; Гернет М.Н., Социально-правовая охрана детства, М.. 1923: Вопросы борьбы с преступностью, в. 6, М., 1967; Крупская Н. К., О воспитании и обучении, М., 1946. Г. М. Миньковский.

ДЕТСКАЯ БИБЛИОТЕКА в СССР, внешкольное учреждение, работа к-рого направлена на коммунистич. воспитание детей и подростков, оказание помощи уч-ся в глубоком усвоении основ наук, на воспитание культуры чтения. Читателями Д. б. являются в основном уч-ся 1-8-х классов (7-14 лет) и дошкольники, умеющие читать, а также руководители детского чтения. Фонды Д. б., комплектуемые с учётом возрастных особенностей читателей, содержат общественно-политич., научно-популярную, художеств, лит-ру, справочные издания, дет. журналы и газеты, грампластинки, диафильмы и диапозитивы, а также научно-методич. литературу и библиографические издания для руководителей детского чтения.

Д. б. обслуживают читателей диффе-ренцированно; особое внимание уделяется индивидуальной работе с каждым читателем. В работе Д. б. используются различные формы и методы: выставки, беседы, открытый доступ читателей к книжным полкам, обсуждения книг, литературные утренники и вечера, встречи с писателями, читательские конференции, литературные игры, кружки рецензентов, друзей книги и т. д.

Первые Д. б. в России начали создаваться во 2-й пол. 19 в. на средства пе-дагогич. и культурно-просветит. обществ, частных лиц (библиотека в Кронштадте для детей моряков, библиотека Бередни-ковой в Москве, Д. б. в Петербурге, Н. Новгороде, Перми, Кишинёве, Одессе и др.).

После победы Октябрьской революции повсеместно начали создаваться самостоятельные Д.б. как библиотеки социалистич. типа. Одним из инициаторов организации Д. б. была Н. К. Крупская. Она разработала принципы библиотечного обслуживания детей, отбора книг, связи детских и школьных библиотек. За годы Советской власти сеть Д. б. непрерывно росла. На 1 янв. 1971 в СССР насчитывалось 6498 Д. б. Кроме того, детей обслуживают школьные библиотеки и детские отделения массовых библиотек для взрослых, к-рым Д. б. оказывают мето-дич. помощь. Республиканские и областные Д. б. выпускают рекомендательные библиографич. указатели для детей и руководителей дет. чтения, методич. лит-ру, ведут информационную и справочно-биб-лиографич. работу. Всесоюзным центром методической помощи Д. б. является Государственная библиотека СССР имени В. И. Ленина.

Лит.: Н. К. Крупская о библиотечном деле, М., 1957; Детская библиотека. Практическое пособие. Ред.-сост. Н. Б. Медведева и И. И. Лаврннович. М., 1967; Житомирова Н., Воронец В., Серова Н., Руководство чтением детей в библиотеке, 2 изд., М., 1964.

Н. Б. Медведева.

"ДЕТСКАЯ БОЛЕЗНЬ "ЛЕВИЗНЫ" В КОММУНИЗМЕ", произведение В. И. Ленина, посвящённое вопросам стратегии и тактики коммунистич. партий, международному значению истории большевизма и Октябрьской революции (см. Поли. собр. соч., 5 изд., т. 41, с. 1-104). Написано в апр.- мае 1920 к открытию 2-го конгресса Коминтерна. Содержит 10 глав. Книга в Сов. России была напечатана в июне 1920 на рус. яз., в июле на англ, и франц. яз. и подарена делегатам 2-го конгресса Коминтерна (19 июля - 7 авг. 1920). Важнейшие положения ленинского труда легли в основу решений конгресса. Во 2-й пол. 1920 книга была издана за границей. В СССР к 1 июля 1971 была напечатана отдельным изданием 209 раз на 54 яз. общим тиражом 7548 тыс. экз. За рубежом к 1969 выдержала 151 издание в 32 странах.

Обложка первого издания книги.

В этой книге, как и в ряде др. своих трудов, Ленин развивает идеи К. Маркса и Ф. Энгельса о стратегии и тактике пролетарской партии; на основе всемир-но-историч. опыта большевизма в России и борьбы революц. рабочих в др. странах Ленин создал целостное учение о стратегии и тактике - науку о руководстве революц. борьбой пролетариата.

После победы Окт. социалистич. революции перед коммунистам, партиями капиталистич. стран встала важнейшая задача: опираясь на революц. подъём масс, возглавить борьбу пролетариата. Но большинство коммунистам, партий, только что возникших, не имели ещё боевого революц. опыта, не усвоили марксистской стратегии и тактики, не обладали марксистско-ленинской закалкой, организованностью, плохо были связаны с широкими массами. Наряду с открытыми правооппортунистич. элементами в них появились "левые" коммунисты, к-рые толкали партии на путь сектантства и авантюризма. "Левые" отвергали участие коммунистов в работе профсоюзов, к-рыми руководили социал-демократы, требовали бойкота бурж. парламентов; выдвинули лозунг - "никаких компромиссов" и т. п. Они раскалывали коммунистам, партии и мешали им теснее сплотиться с массами рабочего класса. Поэтому Ленин в работе "Д. б. „л." в к." направил главный удар против этой серьёзной опасности в междунар. коммуни-стич. движении и указал пути для её преодоления.

Цель своей работы Ленин видел в том, чтобы, проанализировав опыт развития рус. революции в связи с актуальными проблемами стратегии и тактики мирового коммунистич. движения, показать ч...то, что есть общеприменимого, общезначимого, общеобязательного в истории и современной тактике большевизма" (там же, с. 30).

Подчёркивая междунар. значение Окт. революции, Ленин указывал, что нек-рые основные её черты "...имеют не местное, не национально-особенное, не русское только, а международное значение" (там же, с. 3). "...Русский образец,- писал Ленин,- показывает всем странам кое-что, и весьма существенное, из их неизбежного и недалекого будущего" (там же, с. 4). Одновременно он отмечал конкретные особенности развития революц. движения в различных странах на основе общих закономерностей.

Анализируя причины и условия формирования в России идейно и организационно сплочённой и закалённой революц. пролетарской партии, Ленин дал характеристику главных этапов в истории большевизма. "Большевизм существует, как течение политической мысли и как политическая партия, с 1903 года" (там же, с. 6); он возник на самой прочной основе теории марксизма. Ленин показал, что по богатству опыта большевизм не имеет себе равного в мире (см. там же, с. 8).Он раскрыл многообразие форм борьбы, применявшихся большевиками на различных этапах в зависимости от конкретных условий, подчёркивая, что в борьбе за власть Советов большевики проявляли гибкую тактику, осторожность и осмотрительность. Одно из основных условий успеха большевизма - твёрдая революционная, сознательная дисциплина, сплочённость вокруг партии масс пролетариата.

В этой и др. работах Ленин разъясняет и развивает дальше коренные вопросы теории социалистич. революции: о диктатуре пролетариата, о партии и её роли в системе диктатуры рабочего класса, о дисциплине в партии, о роли теории, о привлечении широких масс рабочего класса на сторону пролетарской революции. Ленин подверг резкой критике тех "левых" коммунистов, к-рые выступали против необходимой централизации и твёрдой дисциплины в рядах коммунистич. партий, провозглашали демаго-гич. лозунги против "диктатуры вождей" в партии и т. п. Критикуя "левых", Ленин указывал, что отрицание партийности и партийной дисциплины "...равносильно полному разоружению пролетариата в пользу буржуазии. Это равносильно именно той мелкобуржуазной распыленности, неустойчивости, неспособности к выдержке, к объединению, к стройному действию, которая неминуемо всякое пролетарское революционное движение погубит, если дать ей потачку" (там же, с. 26-27).

Для успешной борьбы за социализм и коммунизм главное - руководящая роль коммунистич. партии. "Без партии, железной и закаленной в борьбе, без партии, пользующейся доверием всего честного в данном классе, без партии, умеющей следить за настроением массы и влиять на него, вести успешно такую борьбу невозможно",- писал Ленин (там же, с. 27). Коммунистич. партия, подчёркивал Ленин, становится непобедимой тогда, когда она вскрывает и анализирует ошибки и недостатки в своей работе, умеет вовремя исправить их. Считая правый оппортунизм гл. опасностью в рабочем движении, Ленин в то же время призвал к критике "левого" доктринёрства и догматизма, к необходимости излечения "детской болезни „левизны" в коммунизме". "Левые" в международном коммунистич. движении не понимали значения для революционной партии пролетариата сочетания легальных и нелегальных форм борьбы, не учитывали, что сила и непобедимость партии, владеющей революц. теорией, заключается в её тесной связи с массами. Ленин говорил, что надо проникнуть в профсоюзы, пусть даже реформистские, и вести там коммунистич. работу, участвовать в бурж. парламентах. Ленин писал: "Мы, большевики, участвовали в самых контрреволюционных парламентах, и опыт показал, что такое участие было не только полезно, но и необходимо для партии революционного пролетариата как раз после 1-ой буржуазной революции в России (1905) для подготовки 2-ой буржуазной (П. 1917) и затем социалистической (X. 1917) революции" (там же, с. 45).

Разъясняя вопрос о допустимости по-литич. компромиссов, Ленин указывал, что в процессе революц. борьбы пролетарская партия может и должна заключать соглашения, политич. блоки в интересах рабочего класса. Он писал: "Вести войну за свержение международной буржуазии, войну во сто раз более трудную, длительную, сложную, чем самая упорная из обыкновенных войн между государствами, и наперед отказываться при этом от лавирования, от использования противоречия интересов (хотя бы временного) между врагами, от соглашательства и компромиссов с возможными (хотя бы временными, непрочными, шаткими, условными) союзниками, разве это не безгранично смешная вещь?" (там же, с. 54). Ленин советовал, не жертвуя принципами, находить такую форму компромисса, к-рая не стесняла бы коммунистов в проведении ими идейно-политич, борьбы, давала возможность сохранить революц. тактику и орг-цию. Ленин учил, что тактика партии должна быть построена на строго объективном учёте расстановки классовых сил, на науч. анализе ист. обстановки. Ленин писал, что коммунистич. партии должны научиться побеждать наверняка. Это означает, что им надо, по примеру большевиков, в полной мере овладеть всеми формами классовой борьбы пролетариата: "не владея всеми средствами борьбы, мы можем потерпеть громадное - иногда даже решающее - поражение..." (там же, с. 81). Коммунистич. партии, по словам Ленина, должны учитывать разнообразие форм движения, нац. различия, осн. принципиальные задачи борьбы и конкретные формы, к-рые эта борьба принимает и неизбежно должна принимать в каждой отдельной стране. Ленин обращал внимание на необходимость правильного науч. анализа наличия революц.ситуации в той или иной стране. Разъясняя вопрос о том, когда революция может считаться назревшей, как и при каких условиях может быть обеспечена её победа, Ленин отмечал, что для победы революции недостаточно только идейного завоевания пролетарского авангарда. "С одним авангардом победить нельзя. Бросить один только авангард в решительный бой, пока весь класс, пока широкие массы не заняли позиции либо прямой поддержки авангарда, либо, по крайней мере, благожелательного нейтралитета по отношению к нему и полной неспособности поддержать его противника, было бы не только глупостью, но и преступлением" (там же, с. 11-78). Для победы революции нужен собственный политич. опыт широких трудящихся масс. "Таков,- говорит Ленин,- основной закон всех великих революций..." (там же, с. 78).

Книга Ленина имела и имеет огромное значение для развития коммунистич. и рабочего движения, является острым оружием в борьбе против уклонов в коммунистич. и рабочем движении, в особенности в борьбе против совр. правого и "левого" оппортунизма, догматизма и доктринёрства. Н. К. Фоминов.

ДЕТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА, художественные, научно-художеств. и научно-популярные произведения, написанные специально для детей - от дошкольного до старшего школьного возраста. В СССР Д. л. стала одним из крупнейших отрядов общей лит-ры, объединившей лит. силы народов всех республик. Как и в лит-ре для взрослых, в сов. Д. л. поднимается множество разнообразных проблем нар. жизни и жизни детей, но в доступной соответств. возрасту читателей форме. Художеств. Д. л. многотемна, многожанрова, а научно-художественная - освещает все области знаний. Развивается Д. л. на научно-педагогич. основе, издат. планы строятся по возрастам, тематич. и жанровым разделам. Обычно в понятие Д. л. включается также широкий круг произв. для взрослых, прочно вошедших в обиход детского чтения,-прежде всего, произв. нар. творчества и классиков. В круг чтения рус. детей вошли сказки и стихи А. С. Пушкина, баллады В. А. Жуковского, басни И. А. Крылова, стихи и поэмы М. Ю. Лермонтова, Н. А. Некрасова, Т. Г. Шевченко, Ш. Руставели, В. В. Маяковского, Н. С. Тихонова, Я. Купалы, Я. Коласа, М. В. Исаковского, А. А. Суркова, А. Т. Твардовского, К. М. Симонова, Р. Гамзатова, рассказы и повести Н. В. Гоголя, И. С. Тургенева, И. А. Гончарова, Л. Н. Толстого, А. П. Чехова, В. Г. Короленко, В. М. Гаршина, Н. Г. Гарина, А. И. Куприна, А. Н. Толстого, М. А. Шолохова, А. А. Фадеева, Д. А. Фурманова, М. М. Пришвина, К. Г. Паустовского, Б. С. Житкова, В. П. Катаева, Н. А. Островского, Л. С. Соболева, Б. Н. Полевого и мн. др.

Ж. Верн. "Дети капитана Гранта". Илл. Э. Риу (1881).

Почти во всём мире дети читают "Дон Кихот" М. Сервантеса, "Робинзон Кру-зо" Д. Дефо, "Путешествия Гулливера" Дж. Свифта, "Приключения Мюнхгаузена" Р. Э. Распе, "Гаргантюа и Пантагрюэль" Ф. Рабле (перечисленные книги обычно в сокращ. изданиях), "Хижина дяди Тома" Г. Бичер-Стоу, "Маленький оборвыш" Дж. Гринвуда, "Без семьи" Г. Мало, "Овод" Э. Войнич, рассказы Э. Сетон-Томпсона, "Алиса в стране чудес" Л. Кэррола, повести Марка Твена, романы В. Скотта, Ч. Диккенса, Ж. Верна, Ф. Купера, сказки X. К. Андерсена, Ш. Перро, братьев Я. и В. Гримм, В. Хауфа и др. Сравнительно с поэзией др. стран была богата англ, поэзия для детей, в к-рой сильны традиции дет. фольклора. С произв. для детей выступали крупнейшие писатели: в Польше -Г. Сенкевич, М. Конопницкая, Ю. Ту-вим, Я. Корчак; в Болгарии - Елин Пелин; в Чехословакии - М. Майерова, И. Плева и др. Во мн. странах популярны повести-сказки швед. писательницы А. Линдгрен; весёлые стихи и сказки прогрессивного итал. писателя Дж. Ро-дари и др.

В. Хауф. "Карлик Нос" (Москва, 1938). Илл. Б. Е. Ефимова.

Художеств, уровень специально Д. л., за немногими исключениями, в прошлом был значительно ниже уровня лит-ры для взрослых. Осн. недостатки книг для детей во мн. странах - сентиментальность, примитивность сюжетов и характеров, навязчивая дидактичность. Мн. книги были проникнуты духом шовинизма, воспитывали религиозность. Лит. пищей для детей крестьян и рабочих, кроме произв. нар. творчества, были чаще всего лубочные и близкие к ним по типу дешёвые издания.

В капиталистич. странах, особенно в США, большое распространение сейчас получила низкопробна ч детективная лит-pa, оказывающая растлевающее влияние на юных читателей.

В России книги для детей издавались с 18 в. Первый рус. журнал для детей "Детское чтение для сердца и разума" (1785-89) был основан Н. И. Новиковым. Он был зачинателем рус. научно-популярной Д. л. Против безыдейности и антихудожественности Д. л. вели борьбу крупнейшие деятели рус. культуры: А. С. Пушкин, В. Г. Белинский, Н. А. Добролюбов, Н. Г. Чернышевский.

Важной вехой в истории рус. Д. л. были "Новая азбука" (1875) и входившие в её состав четыре "Русские книги для чтения" (кн. 1-4, 1875-85) Л. Н. Толстого. Принципиальное значение имели забота Толстого о народности Д. л. и его поиски художеств, средств для лит. общения с детьми. В те же годы хрестоматийные рассказы для детей писал выдающийся педагог К. Д. Ушинский. В 19 - нач. 20 вв. стихи для детей писали Н. А. Некрасов, А. Н. Плещеев, А. Н. Майков, Я. П. Полонский, А. А. Блок; сказки, рассказы и повести - В. Ф. Одоевский, В. И. Даль, А. А. Погорельский, Д. В. Григорович, К. М. Станюкович, Д. Н. Мамин-Сибиряк, А. П. Чехов, А. С. Серафимович, А. И. Куприн, А. И. Свирский; укр. писатели М. Коцюбинский, Леся Украинка; арм. поэт О. Туманян и др. Их произведения противостояли реакционной и ремесленной Д. л.

Перед сов. Д. л. встали новые задачи огромной важности. Они вытекали из требования В. И. Ленина: "Надо, чтобы все дело воспитания, образования и учения современной молодежи было воспитанием в ней коммунистической морали" (Поли. собр. соч., 5 изд., т. 41, с. 309). Писатели должны были, опираясь на опыт реалистич. лит-ры, найти формы для выражения новых тем.

У истоков сов. Д. л. стояли М. Горький и Н. К. Крупская. Они сыграли огромную роль в собирании сил Д. л., в разработке тематич. планов, в борьбе за повышение её идейно-художеств. уровня. При их неустанном внимании Д. л. всё активнее решала задачу освещения подлинно нар. жизни, проблем современности, классовой борьбы. Позже, на протяжении длит, времени заботу о Д. л. осуществлял А. А. Фадеев.

Как и взрослая, сов. Д. л. отражает различные этапы истории: произв. о революции и Гражд. войне, о восстановлении нар. х-ва, о выполнении первых пятилеток, индустриализации страны, коллективизации с. х-ва, о Великой Отечеств, войне, годах строительства коммунизма и т. д. Но существенная разница между нач. периодом сов. Д. л. и её последующим состоянием заключается в том, что в первые годы Сов. власти дет. писателей было мало, они не могли взять на себя задачу освещения большого круга важнейших вопросов; Д. л. отставала от жизни. Кроме того, теоретич. путаница в определении специфики Д. л. приводила ко многим затяжным болезням: излишней "инфантильности", примитивности, искусственности сюжета, к стремлению ряда писателей показывать жизнь только через героя-ребёнка. Всё это снижало художеств, уровень Д. л.

К. Чуковский. "Крокодил". Илл. Ре-ми (1916).

Решит, перелом начался с приходом в Д. л. высоко одарённых писателей.

Социальную и политич. тему в подлинно художеств, воплощении ввёл в поэзию для детей В. В. Маяковский. Он открывал детям смысл происходящей в мире социальной борьбы, воспитывал любовь к труду ("Конь-огонь", 1927, "Кем быть?", 1929). В стих. "Что такое хорошо и что такое плохо" (1925) поэт беседует с малышами об отваге, справедливости, трудолюбии.

Сов. Д. л. многим в своём развитии обязана С. Я. Маршаку, чья поэтич., организационно-издат. и редакторская деятельность ускорила расцвет в стране лит-ры для детей и юношества. Эмоциональной насыщенностью, юмором, динамичностью завоевали любовь читателей его произв. для детей: "Пожар" (1923), "Почта" (1927), воспевающие благородство самоотверженного труда. В 1924-25 он возглавлял журн. "Новый Робинзон"; с 1924 на протяжении ряда лет руководил дет. отделом ОГИЗа. Вокруг Маршака в кон. 20-30-х гг. группировались одарённые молодые поэты, прозаики, учёные, художники, мн. из к-рых в дальнейшем навсегда связали свою судьбу с Д. л.

Одним из первых в сов. время стал писать для детей К. И. Чуковский. Борясь против статичности, вялости до-революц. стихов для детей, он создал озорные, ритмически чёткие, со звонкими рифмами стихотворные сказки для малышей ^"Крокодил", 1917, "Мойдодыр", "Тараканище", 1923). Затем в строй дет. писателей вступили А. Гайдар, А. Барто, В. Катаев, Л. Кассиль, М. Пришвин, К. Паустовский, С. Михалков, Р. Фраерман, Ю. Олеша, Л. Во-ронкова, А. Мусатов, Л. Квиткэ, А. Кожевников, И. Василенко, В. Бианки, Е. Чарушин, О. Иваненко, Я. Мавр, В. Осеева и др. Писатели научились говорить с детьми разных возрастов в интересной, доходчивой форме о всём важном, что происходило и происходит в мире, в стране, в семье, в пионерском отряде, в школе.

В. Маяковский. "Детям" (Москва, 1948). Илл. А.Ф. Пахомова.

В 30-х гг. ведущее место в Д. л. заняли темы социалистяч. строительства и ком-мунистич. морали. Маршак в "Войне с Днепром" (1931) рассказывает детям о строительстве Днепрогэса; в острой са-тирич. поэме "Мистер Твистер" (1933) он высмеивает уродливую жизнь миллионеров; позднее Маршак создаёт поэмы о героизме сов. людей на войне ("Почта военная", 1944) и в мирное время ("Ледяной остров", 1947). А. Барто пишет весёлые, часто остро сатирические стихи о сов. детях, их отношении к людям, к "воим делам и т. д. ("Звенигород", 1948, "Ему четырнадцать лет", 1949). Юмору в кн. С. Михалкова, Н. Носова, Ю. Сотника, А. Алексина сопутствует забота о воспитании у детей принципов высокой морали. Михалков в стих. "Дядя Стёпа" (1936) создаёт запоминающийся образ положит. героя, наделённого высокими моральными качествами. Поэтич.видению мира, любви к сов. людям, отважным в труде и в бою, учат проникнутые оптимизмом и лиричностью стихи 3. Александровой, Е. Благининой, Н. Забилы, Е. Тарахов-ской, Н. Саконской, Н. Кончаловской, Б. Заходера, И. Токмаковой и др.

Большое значение для развития реа-листич. направления в прозе для детей имели повести и рассказы Б. Житкова. Облик его героев раскрывается в тяжёлых испытаниях, обнаруживающих истинное лицо человека. О том, как под влиянием сов. действительности менялась жизнь бывших беспризорников, написаны повесть Г. Белых и Л. Пантелеева "Республика Шкид" (1927), повесть Л. Пантелеева "Часы" (1928). Особое значение имела вошедшая в круг юношеского чтения "Педагогическая поэма" (1933-35) А. Макаренко, показывающая сложный процесс перевоспитания беспризорников и юных правонарушителей трудом, учением и самодисциплиной. В это же время вошла в круг чтения подростков знаменитая повесть Н. Островского "Как закалялась сталь" (1932-34).

О подростках, формировавшихся в горниле первых лет революции и Гражд. войны, написана одна из самых значит, книг сов. Д. л.- повесть А. Гайдара -"Школа" (1930). Как и в др. его повестях ("Дальние страны", 1932, "Военная тайна", 1935, "Судьба барабанщика", 1939, -"Чук и Гек", 1939, и др.), здесь настойчиво звучит тема самовоспитания, ответственности за свои поступки. Мн. повести Гайдара, оставаясь реалистическими, насыщены приключениями; они показывают, как в трудных обстоятельствах складывается характер героя. Судьба повести "Тимур и его команда" (1941), породившая движение "тимуровцев", свидетельствует о действенности лучших книг сов. Д. л.

Формированию сов. подростков посвящены задорные, остросюжетные книги Л. Кассиля "Кондуит" (1930) и "Швамбрания" (1933), "Черемыш, брат героя" (1938). К. Паустовский в повестях "Ка-ра-бугаз" (1932) и "Колхида" (1934) рассказывает о героическом труде людей. Историко-революционной теме посвящена повесть В. Катаева "Белеет парус одинокий" (1936). Р. Фраерман с большой психологич. глубиной раскрывает юношеские чувства дружбы и любви ("Дикая собака Динго, или Повесть о первой любви", 1939). Становление характера юноши в социалистич. об-ве изображено в романе В. Каверина "Два капитана" (ч. 1-2, 1940-45), сочетающем бытовой и приключенч. жанры. В. Бианки, Е. Чарушин пробуждают своими рассказами любовь детей к родной природе.

С наступлением Великой Отечеств, войны 1941-45 с особой остротой встала перед Д. л. задача усиления её гражданственности. В центре внимания дет. писателей были две осн. темы: героизм современных воинов на фронте и трудовой героизм народа (в т. ч. и подростков) в тылу.

Написанные для взрослых "Молодая гвардия" (1945, 2-я ред. 1951) А. Фадеева и "Повесть о настоящем человеке" (1946) Б. Полевого сразу стали любимыми книгами подростков. О героич. борьбе народа против немецко-фашист-ских захватчиков рассказывает повесть В. Катаева "Сын полка" (1945); Л. Кассиль и М. Поляновский создают документ, повесть о юном разведчике партизанского отряда "Улица младшего сына" (1949). Глубоко психологич. повесть Л. Воронковой "Девочка из города".

(1943), о гуманизме сов. людей, была переведена на мн. языки. О том, как дети заменили в труде ушедших на фронт отцов и братьев, рассказано в повестях Л. Кассиля "Дорогие мои мальчишки" (1944), И. Ликстанова" Малышок" (1947), В. Осеевой "Васек Трубачёв и его товарищи" (кн. 1-2, 1947-51). Со времени войны темы патриотич. подвига и темы труда, участия детей в больших делах отцов заняли в Д. л. главенствующее место. О жизни учеников ремесл. училища рассказывает И. Василенко в повести "Звёздочка" (1948), о послевоен. деревне, о восстановлении хозяйства - Л. Воронкова в повести "Село Городище" (1947), А. Мусатов в повести "Стожары" (1948). О жизни сов. школьников и труде учителей рассказали писатели, обладающие опытом педагогич. работы: М. Прилежаева ("Юность Маши Строговой", "С тобой товарищи"), Ф. Вигдорова ("Мой класс", "Дорога в жизнь") и мн. др. Жизни сов. детей, вопросам комму-нистич. нравственности и морали поев, повести и рассказы В. Беляева, С. Баруздина, А. Батрова, Л. Будогосской, Ю. Сотника, Я. Тайца, Е. Рысса, Н. Пе-черского, Р. Погодина, Ю. Томина, Ю. Яковлева и др.

Большое значение для воспитания юных читателей в духе коммунизма имели биографич. книги о В. И. Ленине и его ближайших соратниках. В 30-е гг. написаны "Рассказы о Ленине" А. Кононова, повесть о детстве С. М. Кирова "Мальчик из Уржума" А. Голубевой, рассказы о Ф. Э. Дзержинском Ю. Германа, повесть о жизни Н. Э. Баумана "Грач -птица весенняя" С. Мстиславского и др. Особенно много создано книг на истори-ко-революц. темы в послевоен. годы -к 50-летию Сов. государства и 100-летию со дня рождения В. И. Ленина.

Лениниана для детей состоит из книг-воспоминаний: Н. К. Крупской, М. И. Ульяновой, А. И. Ульяновой-Елизаровой, Н. И. Веретенникова, Г. М. Кржижановского, В. Д. Бонч-Бруевича, Е. Д. Стасовой, а также из книг: "Наш Ленин" Б. Полевого и Н. Жукова, "Жизнь Ленина" М. Прилежаевой, её же повестей "Три недели покоя", "Удивительный год", книг 3. Воскресенской "Сердце матери", "Сквозь ледяную мглу", "Встреча", "Утро", Е. Драбкиной "Баллада о большевистском подполье", А. Рутько "Детство на Волге", В. Катаева "Маленькая железная дверь в стене", Л. Радищева "На всю жизнь", С. Дангу-лова "Тропа", С. Михалкова "В музее В. И. Ленина", Л. Савельева "Часы и карта Октября". С. Виноградской "Искорка". В изд-ве "Детская литература" выходит серия "Историко-революционная библиотека школьника". В неё входят произв., освещающие жизнь и деятельность соратников В. И.Ленина, борьбу Коммунистич. партии против царизма, за диктатуру пролетариата. В жанре историко-доку-ментального рассказа и повести работали С. Голубое, С. Григорьев, С. Злобин, Н. Кончаловская, А. Слонимский, В. Шкловский, позже - С. Алексеев, Л. Воронкова, А. Гессен, Л. Рубинштейн и др. Широкую известность получила автобиографич. трилогия А. Бруштейн "Дорога уходит в даль...", освещающая события, предшествующие Революции 1905-07.

В 50-60-е гг. усиливается внимание писателей к внутр. миру детей, к их гражданскому облику. Формированию чувств и этических принципов детей и подростков поев, роман Н. Дубова "Горе одному", его повести "Огни на реке", "Мальчик у моря", "Беглец" и др.; повесть С. Георгиевской "Отрочество"; повести Л. Воронковой "Старшая сестра" и "Личное счастье", А. Кузнецовой "Честное комсомольское" и "Много на земле дорог", В. Киселёва "Девочка и птицелет", А. Рыбакова"Приключения Кроша" и "Неизвестный солдат", Г. Федосеева "Тропою испытаний" и "Пашка из Медвежьего лога", А. Алексина "А тем временем где-то...", "Мой брат играет на кларнете" и др.

В Д. л. проведена огромная работа по собиранию и обработке кар. сказок -в ней приняли участие А. Н. Толстой, Д. Нагишкин, М. Булатов, Т. Габбе, А. Любарская, В. Важдаев, А. Нечаев и др. Среди сказок, созданных писателями, популярны "Золотой ключик" А. Толстого (по мотивам сказки итальянского писателя К. Коллоди "Приключения Пиноккио"), "Три толстяка" Ю. Оле-ши, "Сказка о Мальчише-Кибальчише" А. Гайдара, сказочная трилогия Н. Носова о Незнайке.

Принципиальное значение имело создание сов. научно-художеств. Д. л., пионерами к-рой явились Б. Житков, М. Ильин, Л. Гумилевский. Написанные для детей книги М. Ильина "Рассказ о великом плане" (1930) и "Горы и люди" (1935), поев, первой пятилетке, получили широкое признание и у взрослых читателей. Успехи научно-художеств. Д. л. связаны с природоведч. книгами В. Бианки, Н. Плавилыцикова, Н. Михайлова, Г. Скребицкого, И. Халифмана, Н.Слад-кова; о науке и технике - О. Писаржев-ского, В. Болховитинова, В. Пекелиса, В. Вебера, В. Захарченко, Ю. Фиалко-ва и др. В создании научно-художеств. Д. л. приняли участие и виднейшие учёные - В. А. Обручев, А. Е. Ферсман и др. С произв. о науке и технике будущего в жанре науч. фантастики выступили Г. Адамов, А. Беляев, А. Казанцев; в послевоен. годы - И. Ефремов,

В. Немцов, Л. Платов, бр. А. и Б. Стругацкие, Н. Томан и др.

В круг чтения сов. детей входят произв. писателей союзных и автономных республик: укр. писателей - П. Панча, Н. Трублаини, П. Воронько, М. Стель-маха, В. Бычко, Ю. Збанацкого; белорус.- Я. Мавра, А. Якимовича, В. Ду-бовки; груз. - Н. Накашидзе, Марид-жан, Н. Думбадзе; арм.- С. Капутикян, В. Ананяна; азерб. - С. Велиева, М. Дильбази; казах.- С. Муканова, С. Бегалина; туркм.- Б. Кербабаева, К. Тангрыкулиева; узб.- К. Мухамма-ди, Хакима Назира; тадж. - С. Айни, М. Миршакара; эст. - Эно Рауда; молд.- Е. Букова; кирг.- Ч. Айтматова, ITT. Бейшеналиева; латыш.-Ю. Ванага, В. Лукса, А. Григулиса; литов.- К. Кубилинскаса, М. Слуцкиса; даг.- Р. Гамзатова, Р. Рашидова; башк.- М. Карима, А. Бикчентаева; тат.- Г. Губая; мар. - К. Васина; морд.- Н. Эркая; якут.- С. Данилова и мн. др.

Значит, роль в собирании кадров сов. дет. писателей сыграли журн. для детей: "Ёж" (1928-35), "Чиж" (1930-41), "Мурзилка" (с 1924), "Пионер" (с 1924), "Дружные ребята" (1927-53), "Костёр" (1936-47, возобновлён в 1956) и др. (см. Детские и юношеские журналы).

Пионером сов. драматургии для детей была А. Бруштейн, она же явилась организатором мн. театров юного зрителя; ею написано более 60 пьес. В разные годы работали в дет. драматургии С. Маршак, С. Михалков, В. Катаев, В. Любимова, А. Барто, Е. Шварц, В. Розов, Т. Габбе и др. Сеть дет. театров в Сов. Союзе чрезвычайно широка.

В СССР издаётся много классич. иностр. книг и книг совр. авторов в переводах с языков народов социалистич. стран, а также произв. совр. прогрессивных писателей Запада.

Сов. Д. л. - явление принципиально новое в истории мировой культуры. Впервые в мире она стала подлинно народной; по своему идейно-художеств. уровню она стоит в одном ряду с лит-рой для взрослых. Сов. Д. л. воспитывает своих читателей в духе революц. традиций и является важной областью общественного, нравственно-эстетич. воспитания подрастающего поколения. Неустанную заботу о Д. л. проявляют Коммуни-стич. партия и правительство Сов. Союза (см. пост. ЦК КПСС "О мерах по дальнейшему развитию советской детской литературы", принятое в 1969). Переводы лучших произв. сов. дет. писателей издаются почти на всех языках мира.

Лит.: Белинский В. Г., Чернышевский Н.Г..Добролюбов Н.А., О детской литературе, М., 1954; Крупская Н. К., О детской литературе и детском чтении. Статьи и высказывания, М., 1954; Горький М.,О детской литературе. Статьи и высказывания, письма, 3 изд., М., 1968; Маршак С. Я.,О большой литературе для маленьких, в кн.: Первый съезд сов. писателей. Стенографический отчет, М., 1934; его же, Воспитание словом. Статьи. Заметки. Воспоминания, М., 1964; Бабушкина А. П., История русской детской литературы, М., 1948; Фучик Ю., О детской литературе, в его кн.: Избр. очерки и статьи, М., 1950; Макаренко А. С., О детской литературе и детском чтении. (Статьи, рецензии, письма), М., 1955; Кон Л. Ф., Советская детская литература. 1917 - 1929, М., 1960; Шкловский В., Старое и новое, М., 1966; С м и р н о в а В. В., О детях и для детей. 2 изд., М., 1967; Б р а н-ди с Е., От Эзопа до Джанни Родарп, М.,

1965; Ивич А., Воспитание поколении. О советской литературе для детей, [4 изд. ], М., 1969; Лупанова И., Полвека. Советская детская литература. 1917 -1967. Очерки, М., 1969; Старцев И. И., Детская литература. Библиография. (1918 - 1966), [в. 1 -11], М.- Л., 1933 -70; его же, Вопросы детской литературы и детского чтения, [в. 1 - 2], М., 1962-67; Советские детские писатели. Биобиблиография, словарь (1917 -1957), М., 1961; Hurlimann В., Euro-paische Kinderbucher in drei Jahrhunderten, [2 erw. Aufl.], Z.- Freiburg im Breisgau, 1963; Pellowski A., The world of children's literature, N. Y.- L., 1968; Doyle В., The Who's who of children's literature, L., 1968; A critical history of children's literature, L., 1969. А.Ивич.

"ДЕТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА", крупнейшее в СССР специализированное издательство, выпускающее книги для детей и подростков. Создано по пост. ЦК ВКП(б) в 1933 (до 1963 - Детгиз). В организации и работе издательства активное участие принимал М. Горький. Идейно-художеств. и творческие традиции, сложившиеся в издательстве, во многом обязаны советам и помощи Н. К. Крупской, А. В. Луначарского, А. А. Фадеева, С. Я. Маршака и др. видных деятелей сов. культуры. "Д. л." издаёт произв. классиков рус. и мировой лит-ры, народов СССР, книги сов. писателей и совр. зарубежных прогрессивных писателей. Огромными тиоажами выпускаются книги популярнейших дет. сов. писателей - С. Маршака, К. Чуковского, А. Гайдара, С. Михалкова, Л. Кассиля, А. Барто, М. Ильина, Н. Носова и др. Книги иллюстрированы лучшими мастерами графики - В. Лебедевым, В. Конашевичем, В. Фаворским, Ю. Васнецовым, Е. Чарушиным, Д. Шмариновым. Б. Дехтерёвым и мн. др. В 1970 издательство выпустило 588 назв. книг тиражом 163 173 тыс. экз. Всего издано за 1933-70 17103 назв. книг тиражом 2645 млн. экз.

За активное участие в развитии сов. дет. лит-ры издательство "Д. л." в 1969 награждено орденом Трудового Красного Знамени.

При издательстве создан Дом детской книги, занимающийся изучением проблем лит-ры для детей и дет. чтения. "Д. л." имеет отделение в Ленинграде с филиалом Дома дет. книги. К. Ф. Пискунов.

"ДЕТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА", 1) ежемесячный лит.-критич. и библиографии, журнал, посвящённый вопросам истории, теории и критики лит-ры и иск-ва для детей, а также организации детского чтения. Выходит с января 1966 в Москве. Орган Союзов писателей СССР и РСФСР и Комитетов по печати при Совете Министров СССР и РСФСР. Предназначен для специалистов в области детской лит-ры и руководителей детского чтения. Имеет постоянные рубрики и разделы: публицистика, критика и теория, история детской лит-ры и журналистики, детская лит-pa народов СССР, зарубежная детская лит-pa, оформление детской книги; в помощь учителям начальной школы ведётся раздел "В библиотечку учителя", для родителей - "Родительский университет" и т. д. Тираж журнала (1971) 80 тыс. экз. 2) Бюллетень, издававшийся Критико-библиографич. ин-том в 1932-1935 (в 1933-34 под назв. "Детская и юношеская литература", с 1935 -"Д. л."); в 1936-41 выходил как литературно-критический и библиографический журнал, орган ЦК ВЛКСМ.

И. П. Мотяшов.

ДЕТСКАЯ МУЗЫКА, музыка, предназначенная для слушания и исполнения детьми. Лучшие произв. Д. м. отличаются конкретностью сюжета, живым поэтич. содержанием, образностью выражения, простотой и чёткостью формы. Произв., предназначенные для исполнения детьми, пишутся в соответствии с их исполнительскими возможностями. В вокальных произв. учитываются диапазон голоса, особенности звукоизвлечения и дикции детей определённого возраста, хоровая подготовка, в инструм. пьесах -степень технич. трудности. Круг муз. произв., доступных восприятию детей и исполняемых в детской аудитории, значительно шире области собственно Д. м. Детские песни существуют в нар. творчестве (хороводные песни, считалки, прибаутки и др.). Образцами классич. Д. м. являются песни и пьесы П. И. Чайковского (сб. детских песен, "Детский альбом" для фп.), "Первоначальная полька" М. И. Глинки, фп. пьесы И. С. Баха ("Нотная тетрадь Анны Магдалины Бах"), Р. Шумана ("Альбом для юношества", песни, хоры), И. Брамса ("Детские народные песни"), А. К. Лядова (детские песни на нар. слова), Б. Бартока ("Для детей" 4 фп. тетради) и др.

Самостоятельный раздел муз. творчества составляют произв. на сюжеты из детской жизни, рассчитанные на исполнение проф. артистами и не предназначенные специально для детской аудитории. К классич. образцам такого рода музыки принадлежат балет П. И. Чайковского "Щелкунчик", названный Б. В. Асафьевым "гениальной симфонией детства", цикл романсов "Детская" М. П. Мусоргского, в к-ром композитор с поразительной силой проник в мир детской психологии, "Детские сцены" для фп. Р. Шумана, оркестровая сюита "Игра детей" Ж. Визе. Неразрывно связана с поэтич. детскими образами колыбельная песня, нашедшая разнообразное претворение как в нар. музыке, так и в песенном, инструментальном и оперном творчестве композиторов.

Д. м. получила широкое распространение в творчестве сов. композиторов, особенно в песне (Д. Б. Кабалевский, М. И. Красев, И. О. Дунаевский, Р. Г. Бойко и др.). Детские песни создаются в содружестве с поэтами С. В. Михалковым, А. Л. Барто, О. И. Высотской и др. Среди крупных произв. для детей- симфонич. сказка "Петя и волк" С. С. Прокофьева. Мн. произв. сов. композиторов написаны на сюжеты сказок: оперы "Маша и Медведь" и "Мо-розко" Красева, "Сказка о рыбаке и рыбке" Л. А, Половинкнна (по А. С. Пушкину) и др.; балеты "Аистёнок" Д. Л. Клебанова, "Доктор Айболит" И. В. Морозова (по К. И. Чуковскому) и др. Много песен и инструментальных произв. написано сов. композиторами для детского радиовещания, к спектаклям детских драма-тич. театров, детским фильмам. В 1965 основан Московский детский муз. театр - единственный в мире. Значит, место в Д. м. занимает инструктивно-пе-дагогич. репертуар (сб. пьес А. Ф. Гедике, Р. М. Глиэра, Е. Ф. Гнесиной, Д. Б. Кабалевского и др.). Среди совр. западноевроп. композиторов известен своей творч. деятельностью в области Д. м. нем. комп. К. Орф - автор 5-томного собрания "Музыка для детей" ("Шульверк") и сб. "Музыка для юношества" (оба изд. совм. с Г. Кетман). Развитие муз. творчества для детей тесно связано с ростом детской исполнительской культуры, со всей системой муз. образования и воспитанием детей. Созданию п популяризации Д. м. в СССР содействует комиссия по музыкально-эстетич. воспитанию детей и юношества Союза композиторов СССР. Разработкой вопросов м; . воспитания детей занимается Академия педагргич. наук СССР. Большую работу ведёт Между-нар. об-во муз. воспитания.

Лит.: Асафьев Б., Русская музыка о детях и для детей, "Советская музыка", 1948, jNfe 6; С а ц Н., Дети приходят в театр, М., 1961; Рзанкина Т., Композиторы - детям, Л., 1962. Ю. Б. Алиев.

ДЕТСКАЯ ПРЕСТУПНОСТЬ, преступность несовершеннолетних, общественно опасные действия несовершеннолетних, ответственность за к-рые предусмотрена уголовным законом. От Д. п. следует отличать общественно опасные действия малолетних, не могущих по возрасту нести уголовную ответственность (см. Дети).

В условиях эксплуататорского общества Д. п., как и вообще преступность, обусловлена социально-экономич. строем этого общества, присуща самой его природе. Д. п. - спутник бурж. общества, в к-ром постоянными социальными явлениями стали безработица, неуверенность в завтрашнем дне, трудность получения образования, особенно сильно действующие на молодёжь. Существенное влияние на рост Д. п. оказывают такие распространённые в условиях бурж. общества явления, как наркомания, азартные игры и т. п. Разлагающе действует на молодёжь профессиональная преступность, принявшая в капитали-стич. странах массовый характер (см. Организованная преступность). Бурж. печать, кино, радио, телевидение, разжигающие шовинизм, расовую ненависть, низменные инстинкты в подрастающем поколении, воспитывают в нём культ жестокости и силы. По оценке комиссии конгресса США (1967), тема преступности и насилия характерна для 60% телевизионных передач.

Неуклонный рост Д. п. в капиталистич. обществе значительно обгоняет рост населения соответствующих возрастов. В свою очередь, в составе Д. п. наблюдается опережающий рост преступности подростков младшего возраста, девочек, увеличение доли опасных преступлений. В США количество дел в судах для несовершеннолетних возросло с 1948 по 1956 на 70% (население соответств. возраста -на 16% ), а с 1956 по 1965 ещё в 2 раза. В 1967 за совершение преступлений было арестовано 759 тыс. лиц в возрасте до 18 лет. В Великобритании, где численность несовершеннолетних в возрасте 10-17 лет, по сравнению с 1938, уменьшилась, уровень Д. п. был в 1967 выше довоенного в 2,8 раза (в группе возраста 14-17 лет) и в 1,5 раза (в группе 10-13 лет). В ФРГ в 1969 рост числа осуждённых в возрасте 14-17 лет за уголовные преступления составил 175% к уровню 1948. В Дании и Швеции уровень Д. п. увеличился го сравнению с 1939 в 2,3 и 2,5 раза соответственно.

Большинство трудов бурж. исследователей, не желающих называть гл. причины Д. п., коренящиеся в самой сущности эксплуататорского строя, носят описательный, фактографич. характер. содержат попытки свести проблему к пси-хологич. или микросоциальным факторам (см. также Дифференцированной связи теория). Некоторые авторы объясняют рост Д. п. так наз. "сексуальной революцией" в среде несовершеннолетних, кризисом семьи, наличием самостоятельной "молодёжной субкультуры" и т. п. Довольно широкое распространение получили антинаучные концепции "прирождённой склонности" части подростков к преступлению в силу наследственной отягощённости, специфики подсознательных психич. процессов и даже "специфики расы или группы".

Причины Д. п. в социалистич. обществе, где ликвидированы её коренные причины, носят характер пережитков, связаны с неправильным воспитанием, отрицат. влиянием в семье, подстрекательством со стороны преступных элементов. Возрастные особенности несовершеннолетних -недостаток жизненного опыта, склонность к подражанию, трудность правильной оценки нек-рых явлений, эмоциональная возбудимость и др.- усиливают опасность усвоения отрицат. взглядов и привычек в случае попадания под нежелательное влияние, особенно тогда, когда не обеспечивается должное воспитательное воздействие и контроль за поведением подростков. Отрицат. влияние старших членов семьи (пьянство, скандалы, проявления жестокости и др.) прослеживается примерно в 30-40% случаев преступлений несовершеннолетних, подстрекательство со стороны преступных элементов - в 20-30% и т. д. Большинство несовершеннолетних преступников происходит из семей с низким образоват. уровнем родителей. В то же время ни по материальному уровню семьи, ни по жилищным условиям существенных различий между семьями правонарушителей и несовершеннолетних, не совершающих преступлений, нет.

Решающее значение в борьбе за ликвидацию Д. п. в социалистич. обществе имеет система мероприятий по непрерывному повышению благосостояния, культуры и сознательности членов общества, создающих, как указывается в Программе КПСС, все необходимые предпосылки искоренения преступности. Систематически осуществляются мероприятия, направленные на дальнейшее улучшение воспитания в семье, школе, обществ, организациях, на организацию культурного досуга несовершеннолетних по месту жительства и т. д. В школах и крупных жилищно-эксплуатащюнных конторах введены должности организаторов внешкольной работы с детьми. Запрещено исключение детей из школы, перевод их в др. учебные заведения (напр., в профессио-нально-технич. училища), увольнение работающих подростков без разрешения комиссии по делам несовершеннолетних. Для трудоустройства несовершеннолетних на всех предприятиях введена бронь приёма на работу молодёжи, оканчивающей школу. До 2% поступлений от жилого фонда отчисляется на финансирование работы с детьми по месту жительства; расширяется сеть культурно-воспитат. учреждений. Важное значение имеют меры, специально предназначенные для борьбы с Д. п.: а) помощь несовершеннолетним, оказавшимся в неблагоприятных условиях жизни и воспитания (см. также Опека, Попечительство), и их устройство; б) предотвращение перехода на преступный путь подростков, допускающих малозначительные правонарушения; в) уголовно-правовые меры борьбы с Д. п., в т. ч. усиление ответственности взрослых за вовлечение несовершеннолетних в преступную деятельность. Сов. законодательством установлен ряд особенностей рассмотрения дел о преступлениях несовершеннолетних, обеспечивающих охрану интересов подростков и выявление причин совершения преступления (подробнее см. в ст. Несовершеннолетние). Г. М, Минъковский.

ДЕТСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ, отрасль психологии, изучающая факты и закономерности психич. развития ребёнка. Имеет ряд общих проблем с педагогической психологией. Тесно связана с педагогикой, а также с возрастной морфологией и физиологией, в особенности с физиологией высшей нервной деятельности ребёнка. Изучение происхождения и развития психических процессов в онтогенезе проливает свет на их природу и, т. о., способствует решению вопросов общей психологии, а также нек-рых философских проблем. В. И. Ленин относил историю умств. развития ребёнка к тем областям знания, на основе к-рых должны строиться материалистич. диалектика и теория познания. Исследования в области Д. п. имеют важное значение для пед. практики, поскольку знание условий и закономерностей психич. развития ребёнка необходимо для сознательного управления этим процессом. Исследования различных форм аномального развития психики очень важны для дефектологии и детской психиатрии.

Предметом Д. п. является изучение условий и движущих причин онтогенеза человеческой психики, развития отдельных психич. процессов (познавательных, волевых, эмоциональных), а также различных видов детской деятельности (игр, труда, учения), формирования качеств личности, возрастных и индивидуальных психологич. особенностей детей.

Отдельные психич. процессы развиваются не самостоятельно, а как свойства целостной личности ребёнка, к-рый обладает определёнными природными задатками и к-рый живёт, действует и воспитывается в определённых социальных условиях. В процессе превращения беспомощного младенца в самостоятельного взрослого человека, являющегося полноценным членом общества, происходит и развитие психики ребёнка, усложняется и совершенствуется отражение им объективной действительности. В соответствии с таким диалектико-материалистич. пониманием предмета Д. п. её исследования направлены не только на констатацию происходящих в психике возрастных изменений, но и на выяснение лежащих в их основе механизмов, а также на установление закономерных зависимостей этих изменений от условий жизни и деятельности ребёнка, от его взаимоотношений с окружающими людьми.

К числу методов, используемых в Д. п., относятся: систематич. наблюдение, беседы, собирание и анализ продуктов детской деятельности (рисования, лепки, конструирования, лит. творчества), а также различные виды эксперимента. Важную роль играет также психологич. изучение опыта воспитателей и учителей.

Изучение проблем Д. п. проводится либо в форме "про дольного исследования" (изучается общее психич. развитие или развитие отдельных психич. процессов у одних и тех же детей на протяжении более или менее продолжительного периода их жизни), либо в форме "поперечных срезов" (один и тот же психич. процесс изучается с помощью относительно кратковременных экспериментов у различных групп детей, стоящих на различных возрастных ступенях своего развития).

Д. п., долгое время развивавшаяся внутри общей психологии, выделилась в самостоятельную отрасль знания в сер. 19 в. Это обусловливалось возросшими требованиями педагогич. практики и было связано с появлением эволюц. теории Ч. Дарвина, разработкой объективных, экспериментальных методов психофизио-логич. исследований и т. д. В ранний период становления Д. п. происходило первоначальное накопление эмпирич. материала путём проведения дневниковых записей наблюдений за развитием отдельных детей. Позднее были предприняты экспериментальные исследования в области Д. п. и начались систематизация и осмысление накопленного материала. Появились обобщающие труды по Д. п. (В. Штерн, К. Бюлер, К. Коффка, А. Гезелль и др.).

Время формирования Д. и. совпало с периодом кризиса методологических основ буржуазной науки вообще и психологической науки в частности. В связи с этим в зап.-европ. и амер. Д. п., наряду с прогрессивными, материалистич. тенденциями (ярким выразителем которых является, напр., выдающийся психолог-коммунист А. Валлон), широкое распространение получили различного рода идеалистич. и вульгарно-механистич. концепции, трактовавшие фактич. данные в духе субъективной, эмпирической психологии, вюрцбургской школы, персонализма, фрейдизма, гештальтпсихоло-гии, бихевиоризма и т. д. Вместе с тем продолжалось накопление фактич. материала, и в последние десятилетия были достигнуты определённые успехи в экспериментальных исследованиях по проблемам Д. п., в особенности в области изучения развития познавательных процессов у детей (Ж. Пиаже, Б. Инхельдер, Дж. Брунер и др.).

В рус. дореволюц. Д. п. различного рода реакционным идеалистич. концепциям, пользовавшимся поддержкой царского правительства и буржуазно-помещичьей верхушки, противостояло прогрессивное, материалистич. направление, к-рое складывалось под влиянием передовых идей революц. демократов и успехов естествознания. В 60-е гг. 19 в. И. М. Сеченов выдвинул положение о рефлекторном происхождении психич. процессов и о их формировании у детей под влиянием условий жизни и воспитания. Важное значение для Д. п. имели труды К. Д. Ушинского и его последователей (П. Ф. Каптерев и др.), к-рые связали изучение детской психики с разработкой педагогич. проблем. Большую роль в развёртывании конкретных исследований по Д. п. и разработке объективных методов изучения развития детской личности сыграли П. Ф. Лесгафт, А. Ф. Лазурский, А. П. Нечаев, Н. Н. Рыбников, Н. А. Сикорский и др.

После Великой Окт. социалистич. революции Д. п. развивалась на теоретич. основе диалектич. материализма. Большую роль в разработке проблемы физиологических основ психического развития сыграли исследования учеников И. П. Павлова и В. М. Бехтерева, занимавшихся изучением высшей нервной деятельности у детей. Первые попытки подойти к проблемам Д. п. с позиций марксизма-ленинизма были сделаны в 20-х гг. К. Н. Корниловым и П. П. Блонским. В дальнейшем Л. С. Выготский совместно с А. Р. Лурия, А. Н. Леонтьевым и другими начал теоретич. и экспериментальную разработку проблем общественно-историч. обусловленности психич. развития ребёнка и изучение роли усвоения обществ, опыта в онтогенетич. формировании высших, специфически человеческих психич. процессов. На основе этих исследований было выдвинуто весьма существенное в теоретич. и практич. отношении положение о ведущей роли обучения в психич. развитии ребёнка, о "ближайшей зоне развития" и т. д.

Несмотря на достижения сов. учёных-психологов, Д. п. в этот период имела и ряд существенных недостатков, связанных с некритич. использованием зарубежных идеалистич. и механистич. концепций, что сказывалось гл. обр. в значит, влиянии педологии. Для начавшегося в 30-х гг. преодоления этих недостатков важное значение имела разработка проблемы роли деятельности в психич. развитии (А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн). Проводились интенсивные исследования содержания и структуры различных видов детской деятельности (игра, труд, учение) и их влияния на развитие восприятия (Б. Г. Ананьев, А. Н. Леонтьев, Б. М. Теп лов, Д. Г. Элькин), памяти (П. И. Зинченко, А. А. Смирнов), мышления (П. Я. Гальперин, Г. С. Костюк, А. А. Люблинская, Н. А. Менчинская, Д. Б. Эльконин), развитие речевой системы и её регулирующей роли в поведении (А. Р. Лурия, Д. Б. Эльконин, А. В. Запорожец), а также на формирование самосознания (Б. Г. Ананьев) и качеств личности ребёнка (Л. И. Божович, В. Н. Мясищев и др.).

Условия возникновения установок личности и их влияние на протекание психич. процессов у ребёнка изучаются груз, психологич. школой (Д. Н. Узнадзе, Р. Г. Натадзе, Б. И. Хачапуридзе и др.).

Если в 30-40-е гг. внимание уделялось гл. обр. Констатации глобальной зависимости протекания и развития психич. процессов у ребёнка от характера и структуры его деятельности, то в 50-х гг. в ряде работ (Б. Г. Ананьев, П. Я. Гальперин, Г. С. Костюк, А. Н. Леонтьев, А. Р. Лурия, А. А. Смирнов, Б. М. Теп-лов и др.) началось изучение внутренней природы этих зависимостей и механизмов формирования психич. отражения в человеческом онтогенезе. При разработке этих проблем сов. психологи опирались на положение И. П. Павлова о рефлекторной природе психики и о роли ориентировочных рефлексов в образовании временных связей. В проведённых психологич. исследованиях было обнаружено, в частности, особое значение ориентировочной основы действий в онтогенезе психич. процессов (А. В. Запорожец, Д. Б. Эльконин и др.) и закономерный, поэтапный ход их формирования у ребёнка с последовательными переходами от внешних, материальных действий к действиям идеальным, совершаемым в уме в плане представлений и понятий (А. Н. Леонтьев, П. Я. Гальперин и др.). Проведённые в последние годы исследования формирования психич. процессов и свойств личности у ребёнка (Л. И. Божович, Л. В. Занков, Г. С. Костюк, А. Н. Леонтьев, А. Р. Лурия), а также упомянутые выше работы создали необходимые психологич. основы для разработки новых, более эффективных методов обучения, к-рые позволяют детям усваивать такие знания и овладевать такими способами действий, к-рые ранее считались малодоступными.

Вместе с тем эти исследования позволили обнаружить значительно большие, чем это предполагалось до сих пор, возрастные психофизиология, возможности дошкольников и младших школьников, что позволило определить психологич. критерии обогащения познават. содержания программ дошкольного воспитания и начального обучения и наметить более высокие требования к воспитательно-образовательной работе детского сада и начальных классов школы (В. В. Давыдов, Л. В. Занков, А. В. Запорожец, Д. Б. Эльконин).

Признание детерминированности психич. развития объективными условиями существования и подчёркивание ведущей роли обучения в этом процессе не означают отрицания внутренней логики этого развития, известной его "спонтанности". На разных возрастных ступенях дети оказываются особо чувствительными, "сензитивными", к усвоению определённых содержаний, в то время как другие усваиваются ими плохо или вовсе не усваиваются (Л. С. Выготский). В процессе развития обнаруживаются противоречия; напр., противоречия между новыми возросшими психофизиологич. возможностями ребёнка и старыми, ранее сложившимися видами деятельности и формами взаимоотношений с окружающими людьми. Такого рода противоречия могут с особой остротой обнаружиться в периоды "возрастных кризисов" (напр., в период кризиса подросткового возраста). Сложная и мало разработанная проблема внутренних противоречий развития ребёнка, имеющая важнейшее значение для диалектико-материалистич. понимания онтогенеза человеческой психики, освещается в работах Г. С. Костюка, А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина и др.

Лит.: Сеченов И. М., Избр. произв., 2 изд., М., 1958; У ш пне кий К. Д., Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии. Собр. соч., т. 8 -9, М.- Л., 1950; Рубинштейн С. Л., Основы общей психологии, 2 изд., М., 1946; Выготский Л. С.. Избр. психологические исследования..., М., 1956; его же, Развитие высших психических функций, М., 1960; Блонский П. П.. Избр. психологические произведения, М., 1964; Леонтьев А. Н., Проблемы развития психики, [2 изд.], М., 1965; Проблемы высшей нервной деятельности нормального и аномального ребёнка. [Сб. статей], отв. ред. А. Р. Лурия, т. 1 - 2, М., 1956 - 58; Вопросы детской психологии, ч. 1 - 2, отв. ред. Б. Г. Ананьев, "Изв. АПН РСФСР", 1948, в. 17 - 18; Обучение и развитие. [Сб. статей], М., 1966; Левитов Н. Д.. Детская и педагогическая психология, М., 1958; Люблинская А. А.. Очерки психического развития ребёнка. (Ранний и дошкольный возраст), М., 1959; Менчинская Н. А., Развитие психики ребёнка. Дневник матери, [2 изд.], М., 1957; Эльконин Д. Б., Детская психология (развитие ребёнка от рождения до семи лет), М.. 1960; Запорожец А. В., Развитие произвольных движений, М., 1960; Психология детей дошкольного возраста, под ред. Запорожца А. В. и Эльконина Д. Б., М., 1964; Божович Л. И., Личность и её формирование в детском возрасте, М., 1968; Штерн (Стерн) В., Психология раннего детства до шестилетнего возраста, пер. с нем., 2 изд.. П., 1922; Пиаже Ж., Речь и мышление ребёнка, пер. с франц., М. - Л., 1932; Валлон А., От действия к мысли, пер. с франц., М., 1956; Пирьов Г. Д., Детская психология и дефектология, [2 изд.], София, 1959; Пиаже Ж. цИнель-дер Б., Генезис элементарны