загляните на купон-скидку или справочники: окна kbe, окна veka, окна rehau, остекление балкона, остекление лоджии, изготовление окон, монтаж окон, остекление, производство окон, металлопластиковые окна, окна пвх, пластиковые окна, установка окон, стеклопакеты и евроокна.



ВСЁ О СТРОИТЕЛЬСТВЕ, ЖЕЛЕЗОБЕТОНЕ, БЕТОНЕ, АРХИТЕКТУРЕ И НЕ ТОЛЬКО...:
ОПРЕДЕЛЕНИЯ:

АСФАЛЬТИРОВАНИЕ, устройство асфальтобетонных покрытий на автомобильных дорогах, улицах, аэродромах и т. п. путём укладки и уплотнения асфальтобетонной смеси по предварительно подготовленному основанию. В зависимости от назначения покрытия асфальтобетонную смесь (асфальтобетон) укладывают в один или два слоя на основание из щебня, гравия (нежёсткое основание) или бетона (жёсткое основание). Нижний слой толщиной 4-5 см устраивают из крупно- или среднезерни-стой смеси с остаточной пористостью 5-10% ; верхний слой толщиной 3-4 см-из средне- или мелкозернистой смеси (остаточная пористость 3-5%). При тяжёлых нагрузках и интенсивном движении транспорта покрытия устраивают 3-4-слойными общей толщиной 12-15 см. АСФАЛЬТИРОВАНИЕ начинается с очистки основания от пыли и грязи механич. дорожными щётками и поливомоечными машинами, исправления неровностей основания, обработки его поверхности жидким битумом или битумной эмульсией. Асфальтобетонная смесь приготовляется в асфальтобетоно-смесителях на стационарных или полустационарных заводах (установках), доставляется на место автомобилями-самосвалами и загружается в приёмный бункер асфалътобетоноукладчика, к-рый укладывает, разравнивает и предварительно уплотняет смесь. Окончат. уплотнение осуществляется катками дорожными. .


КОММУНАЛЬНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО, отрасль строительства, занятая сооружением объектов, связанных с обслуживанием жителей городов, посёлков городского типа, районных сельских центров и населённых пунктов сельской местности. В числе этих объектов: системы водоснабжения и канализации с очистными сооружениями и сетями; сооружения городского электрического транспорта с путевым, энергетическим хозяйством, депо и ремонтными предприятиями; сети газоснабжения и теплоснабжения с распределительными пунктами, районными и квартальными котельными; электрические сети и устройства напряжением ниже 35 кв; гостиницы; городские гидротехнические сооружения; объекты внешнего благоустройства населённых мест, озеленения, дороги, мосты, путепроводы, ливнестоки; предприятия санитарной очистки, мусороперерабатывающие и др. Планомерное развитие КОММУНАЛЬНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА в СССР началось ещё в 1-й пятилетке и осуществлялось нарастающими темпами до начала Великой Отечеств, войны 1941-45. В годы 4-й пятилетки (1946-50) проводились работы по восстановлению объектов коммунального назначения, разрушенных во время нем.-фаш. оккупации. В последующие годы КОММУНАЛЬНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО велось высокими темпами в связи с бурным развитием промышленности, культуры, увеличением численности городов и посёлков городского типа .
ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО, теория и практика планировки и застройки городов (см. Город). ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО определяют социальный строй, уровень развития производственных сил, науки и культуры, природно-климатичие условия и национальные особенности страны. ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО охватывает сложный комплекс социально-экономических, строительно-технических, архитектурно-художественных, а также санитарно-гигиенических проблем. Общим для ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО досоциалистических формаций является большее или меньшее влияние на него частной собственности на землю и недвижимое имущество..
ЗЕЛЁНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО, составная часть современного градостроительства. Городские парки, сады, скверы, бульвары, загородные парки (лесопарки, лугопарки, гидропарки, исторические, этнографические, мемориальные), национальные парки, народные парки, тесно связанные с планировочной структурой города, являются необходимым элементом общегородского ландшафта. Они способствуют образованию благоприятной в санитарно-гигиеническом отношении среды, частично определяют функциональную организацию городских территорий, служат местами массового отдыха трудящихся и содействуют художественной выразительности архитектурых ансамблей. При разработке проектов садов и парков учитывают динамику роста деревьев, состояние и расцветку их крон в зависимости от времени года.

Главная страница
Поиск по сайту
Оглавление страниц

Объяснение слов: словарь, справочник, информация. Строительство, экономика, промышленность - все сферы жизни: от А до Г, от Г до П и от П до Я

918), X. Л. Йепсена (р. 1920), Т. Скоу-Хансена (р. 1925). Противоречиво творчество X. К. Бран-нера (1903-66) и М. А. Хансена (1909-55), нередко обращавшихся к исследованию болезненной психики человека. Для поэзии послевоенных лет характерны формалистические черты, отход от реализма: творчество О. Сар-вига (р. 1921), В. Сёренсена (р. 1929), О. Вивеля (р. 1921) и др. Драматургия 50-60-х гг. характеризуется поисками новых форм, в содержании ясно прослеживается острая критика бурж. общества "всеобщего благоденствия". Эта тенденция нашла выражение в пьесах Э. Брун-Ольсена (р. 1923) "Любовь подростков" (1962) и "Буржуазный бал" (1966), а также в политич. ревю Э. Кнудсена (р. 1922), К. Рифбьерга (р. 1931) и Й. Йенсена (р. 1931).

Лит.: Брандес Г., Скандинавская литература, Собр. соч., т. 3-4, 2 изд., СПБ, [б.г.];Горн Ф. В., История скандинавской литературы от древнейших времён до наших дней, М., 1894; Кристенсен С. М., Датская литература 1918 - 1952, М., 1963; Неустроев В. П., Датская литература, в кн.: История зарубежной литературы конца XIX- начала XX в., [М.], 1968; его же, Датская литература, в кн.: История зарубежной литературы после Октябрьской революции, ч. 1, [М.], 1969; Gе1sted О., Dan-mark - Rusland i litteraturen, Kbh., 1937; Frederiksen E., Ung dansk litteratur 1930-1950, [2 udg.], Kph., 1951; Mitche11P. M., A history of Danish literature, Cph., 1957; Вilleskоv-Jansen F. J., Danmarks digtekunst, bd 1 - 3, Kbh., 1958; Kristensen S. M., Dansk litteratur 1918-1952, 7udg.,Kbh., 1965; Brix H., Danmarks digtere, 2 opl., Kbh., 1965; Dansk litteratur historie, bd 1 - 4, Kbh., 1964-66; Kristensen Т., Fra Holger Drach-mann til Benny Andersen, [Kbh., 1967]; Rubow P. V., Saga og pastiche, [2 opl.], [Kbh., 1968].

H. И. Крылова, И. П. Куприянова.

XIV. Архитектура и изобразительное искусство

Памятники художеств. культуры на терр. Д. прослеживаются с 8-го тыс. до н. э. (статуэтки из янтаря, кромлехи и дольмены эпохи неолита и бронзы; наскальные изображения сцен войны и охоты, обнаруженные на о. Борнхольм, оружие и украшения эпохи бронзы; серебряные сосуды и золотые монеты жел. века). От "эпохи викингов" сохранились остатки крепостей Треллеборг на о. Зеландия, Аггерсборг близ Лим-фьор-да (часть кольцевых укреплений, основания каркасных деревянных домов в форме ладьи), а также кам. стелы с рунич. надписями в узоре из петель, плетёнок и фигур фантастич. животных.

Со времени создания единого дат. королевства (10 в.) и принятия христианства (ок. 960) начинается стр-во деревянных, а с сер. 11 в.- каменных (церковь Богоматери в Роскилле), базиликальных церквей. В романский период (12 - нач. 13 вв.) возводятся соборы с планом в виде вытянутого (латинского) креста, отличающиеся массивными, приземистыми формами (соборы в Рибе и Виборге). Своеобразны круглые церкви на о. Борнхольм, с толстыми стенами, сторожевыми ходами и брустверами. Со 2-й пол. 12 в. в стр-ве стал применяться кирпич. Среди построек этого времени выделяется церковь в Калунборге с планом в виде равноконечного (греч.) креста и с восьмиугольными башнями на его концах, а также с квадратной башней в центре. Оборонит. сооружения романского периода: центр., кирпичная часть стены Даневирке, строившейся с 9 в. и отделявшей п-ов Ютландия от Германии (сохранился лишь вал); башня Ба-струп, замки Сёборг и Вордингборг на о. Зеландия. В росписях романских церквей ("Христос во славе", церковь Себю на о. Зеландия) изображения, навеянные визант. иск-вом, нередко сочетаются с местным орнаментом. Последний занимает видное место и в скульптуре, отличающейся наивно-выразит. пластикой (алтарь из церкви в Лисбьерге).

В готич. период (нач. 13-30-е гг. 16 вв.) созданы крупнейшие соборы в Роскилле и Оденсе, а также прямоугольные в плане замки с мощными стенами и башнями (замок Спётруп в р-не Ви-борга). Появившиеся с 13 в. города окружались валами и рвами. Узкие запутанные улицы плотно застраивались 1-3-этажными зданиями. Жилые дома были гл. обр. деревянными и фахверковыми, реже кирпичными (с 14 в.). Росписи готич. храмов (в церкви Скиббю на о. Зеландия, ок. 1335) менее условны,чем романские, и нередко включают реалистич. бытовые детали. Со 2-й пол. 15 в. в Д. импортируется много художеств. произв. из Германии, Нидерландов, Франции, откуда приезжают и мастера, работающие вплоть до сер. 18 в. во всех областях иск-ва.

Для 16-1-й пол. 17 вв. характерно стр-во дворцов, обществ. и жилых зданий (биржа и дворец Росенборг в Копенгагене, замки-резиденции Кронборг и Фредериксборг на о. Зеландия), в декоре к-рых проявилось влияние ренессанса (фронтоны, фризы, белокам. резьба). Стр-во велось гл. обр. архитекторами из семьи Стенвинкель - выходцами из Нидерландов.

Во 2-й пол. 17-1-й пол. 18 вв. архитектуре Д. присущи черты барокко, проявившиеся также лишь в декоре (наличники, порталы и т. д.). Построенные гл. обр. датскими (Л. Тура, Н. Эйтвед), а также иностр. архитекторами дворцы Шарлот-тенборг, Фреденсборг (оба в Копенгагене), Эрмитаж (близ Копенгагена) и дворцовые комплексы (Амалиенборг в Копенгагене) имеют залы в стиле рококо.

Основание Академии художеств в Копенгагене (1754) способствовало развитию классицизма, к-рый господствовал в Д. во 2-й пол. 18-1-й пол. 19 вв.; в этот же период складывается и нац. художеств. школа. Крупнейшие представители классицизма: архитекторы К. Ф. Харсдорф, К. Ф. Хансен, М. Г. Бин-несбёль (в числе их построек - особняк Харсдорфа, церковь Богоматери и Музей Торвальдсена в Копенгагене), скульпторы Й. Видевельт и получивший мировую известность Б. Торвальдсен, ист. живописец Н. А. Абильгор и др. Переплетением черт барокко, рококо и классицизма отмечены портрет и пейзаж этого периода (В. Эриксен, Е. Юль). В 1-й пол. 19 в. в живописи Д. ведущее место принадлежало К. В. Эккерсбергу и его последователям: К. Кёбке, В. Бендсу, Й. Т. Лунбю, М. Рёрбю, К. А. Енсену, А. Мюллеру. Их произв., близкие бидермейеру, отмечены лирически-мягким, непосредств. восприятием действительности. Однако живопись художников следующего поколения (К. Хансен, В. Н. Марстранн) утрачивает эти качества, приобретая черты академизма.

С 1880-х гг. начинается расцвет дат. художеств. фарфора (производившегося с 1760-х гг.). Сервизы и статуэтки покрываются подглазурной росписью нежных тонов.

В архитектуре в кон. 19-1-й пол. 20 вв. утвердилась нац. романтика (новая ратуша, арх. М. Нюроп, и церковь Грундтвига, арх. П. В. Енсен-Клинт и К. Клинт,- в Копенгагене). В 20-е гг. получил развитие неоклассицизм (здание полицейского управления в Копенгагене, арх. X. Кампман и О. Рафн). С 30-х гг. распространился функционализм (здание ун-та в Орхусе, 1932-46, арх. К. О. Фискер и др.; школа Стенгор в Гладсаксе, 1952, арх. В. Т. Лауритсен; здание аэрокомпании "САС" в Копенгагене, 1959, арх. А. Якобсен). После 2-й мировой войны реконструируются города Оденсе, Копенгаген (застраивается по плану в виде руки с распростёртыми пальцами, в промежутках между к-ры-ми сохраняются зелёные клинья, арх. С. Э. Расмуссен и др.), восстанавливаются города Рённе и Нексё. В архитектуре жилых домов с 20-х гг. распространены малоэтажные блокированные дома, а также многоэтажные, образующие замкнутые кварталы с озеленёнными внутр. дворами. Начиная с 30-х гг. возводятся жилые комплексы из нескольких микрорайонов, в к-рых с 50-х гг. дома-башни (8- 12 этажей) сочетаются с домами секционного типа з 3-4 этажа. Получило развитие крупнопанельное домостроение, созданы домостроительные комбинаты.

В кон. 19 - нач. 20 вв. живопись переживает новый подъём, связанный с творчеством живописцев-реалистов (к-рые, увлёкшись проблемами пленэра, поселились в дер. Скаген, сев. Ютландия), изображавших родную природу, простых людей и их быт (П. С. Крёйер, В. Йохансен, А. Ерндорф, супруги М. П. и А. К. Анкер). С этой группой был связан скульптор и живописец Т. Э. Филипсен - зачинатель дат. импрессионизма. Его работы оказали влияние на группу пейзажистов и анималистов, поселившихся на о. Фюн (П. Хансен, Ф. Сюберг, И. Ларсен, П. Кристиансен). Особое место в эти годы принадлежит творчеству К. Сартмана, писавшего картины на темы дат. истории, проникнутые романтич. эмоциональностью. Развивалось направление, представители к-рого (Е. Ф. Виллумсен, В. Хаммерсхой, Э. А. Нильсен, бр. Й. Ф. и Н. К. Сковгор, Н. Ларсен-Стевнс) в той или иной мере тяготели к символизму. В 1910-е гг. проникают влияния фовизма, кубизма и др. новейших течений (X. Гирсинг, Э. Вейе, В. Шарф). С сер. 30-х гг. сосуществуют самые различные направления, начиная от импрессионизма и кончая абстракционизмом (Э. Альфельт, Э. Билле, Э. Якобсен) и "поп-артом". Абстракционизму, "поп-арту" и др. модернистич. направлениям противостоят тяготеющие к реализму живопись О. Руде, X. Енсе-на, графика П. Кристенсена, Э. Фре-дериксена, мастера политич. и бытовой карикатуры X. Бидструпа. В скульптуре Д. 1-й пол. 20 в., связанной с неокласси-цистич. тенденциями, работают К. Нильсен, Ж. Гоген, Й. К. Бьерг, Э. Утсон-Франк и др.

Илл. см. на вклейках, табл. XLVIII, XLIX (стр. 544-545).

Лит.: Всеобщая история искусств, т. 2, кн. 1, М., 1960, с. 471 - 76, т. 4, М., 1963, с. 455-58, т. 5, М., 1964, с. 304-09, т. 6, кн. 1, М., 1965, с. 285-89; Всеобщая история архитектуры, т. 4, Л.-М., 1966, с. 576-86, т. 5, М., 1967, с. 612 - 25, т. 7, М., 1969, с. 462 - 67; Danmarks malerkunst fra middelalder til nutid..., redig. af E. Zahle, Kbh., 1937, 4 udg., Kbh., 1956; Pou1son V., Peinture et sculpture au Danemark, Cph., 1960; FаЬеr Т., Dansk arhitektur, Kbh., [1963]; Madson H. og Mortensen N. Т., Dansk skulptur, Odense, [1965]; Dansk malerkunst 1965, Odense, [1965]; U1da11 K., Gammel dansk folkekunst, Kbh., 1967 (библ. с. 105-06); Billedkunstens. Hvem-hvadhvor. Danmark, bd 1-2, [Odense], 1969-70.

А. Е. Кроль.

XV. Музыка

Первые письм. свидетельства о музыке Д.- в историч. хронике Саксона Грамматика (ок. 1200). Нац. музыка до 12 в. ограничивалась жанрами нар. творчества (героич., эпические песни, танц. музыка). Носителями муз. культуры были бродячие музыканты - легеры. При дворах феодалов служили скальды - сканд. певцы-поэты, исполнявшие хвалебные песни и "стихи на случай" сложной поэтич. структуры. После проникновения в Д. христианства (10 в.) большое значение для музыки Д. имело введение григорианского песнопения. Первые образцы проф. музыки (культовой) появились в 12 в. В 15-16 вв. началось развитие светского придворного иск-ва (королев. капеллы - струнные, духоные, в т. ч. трубачей, вокальные). Первые проф. композиторы - М. Педерсен и X. Нильсен; их произв., носившие подражательный характер (гл. обр. в традициях венецианской школы), исполнялись придворными и церк. капеллами, в к-рых в 16-17 вв. служили также англ. лютнист и композитор Дж. Дауленд, нем. композиторы Г. Шюц и Д. Букстехуде.

До кон. 18 в. музыка была лишена нац. самобытного стиля: в 15-16 вв. в ней преобладали влияния нидерл. полифонич. школы и англ. инструменталистов; в 17 в.- итал. и франц., с сер. 18 в.- гл. обр. немецких (оперных) композиторов. В открывшемся в 1748 в Копенгагене оперном театре (с 1770 - Королевский) гастролировала гамбургская оперная труппа, затем - итальянская (до 1756). Развитию муз. жизни способствовало Музыкальное об-во (осн. 1744). Первые дат. произв., выражающие черты нац. стиля,- опера "Хольгер Данске" Ф. Кунцена (1789), сб. "Песни в народном духе" (выходили с 1782) и зингшпили И. А. П. Шульца ("Праздник урожая", 1790) и др. С 1814 началась публикация сборников нар. мелодий с текстами, к-рые служили источником для творчества композиторов-романтиков 19 в.; связи проф. музыки с нар. творчеством углубились (нац. зингшпили Ф. Кулау и К. Э. Ф. Вайсе). В операх и балетах И. П. Э. Хартмана, П. Хейсе, X. С. Па-улли на сказочно-фантастич. и мифоло-гич. сюжеты, симфониях Н. В. Гаде использован дат. муз. и лит. фольклор. Концертная жизнь активизировалась благодаря деятельности Муз. объединения (осн. 1836) и консерватории (осн. 1867) в Копенгагене, к-рыми руководил Гаде. Основоположник совр. композиторской нац. школы - К. Нильсен. Среди др. композиторов кон. 19 - нач. 20 вв.- А. Энна (автор оперы "Колдунья", 1892, и др.), П. Ланге-Мюллер (продолжатель романтич. традиций Хейсе и Хартмана, известный гл. обр. как автор вокальной музыки, особенно песен к спектаклям), А. Хамерик. Их оперы ставились в копенгагенском Королевском т-ре (см. Датский Королевский театр), оперная труппа к-рого существует как самостоятельная с кон. 18 в. На его сцене в кон. 19- 1-й пол. 20 вв. выдвинулись певицы Э. Донс, Й. Брун, певцы В. Герольд, П. Корнелиус, Л. Мелькиор, К. Кар-стен, Н. Шрамм; среди др. певцов - Э. Смедес, И. Хансен, Т. Тюгесен.

В 1-й пол. 20 в. в Копенгагене организованы Дат. концертное об-во (осн. 1901), Дат. союз музыкантов (осн. 1911), в к-рый входят оркестры и муз. организации, Дат. союз композиторов (осн. 1913), Об-во молодых музыкантов (осн. 1920), филармонич. об-во (осн. 1920), хор и оркестр Дат. радио (осн. 1925), оперные классы при Королевском т-ре (осн. 1909; с 1956 - при Консерватории). Созданы консерватории - в Оденсе (Фюнская, с 1929), Ольборге (Североютландская, с 1930), Эсбьерге (Западно-ютландская, с 1945). Имеется Музей истории музыки (осн. 1898) в Копенгагене.

В 1971 имелось 5 консерваторий, 10 симфонич. оркестров. Крупные муз. центры - Копенгаген, Оденсе (2 консерватории, филармонич. оркестр, хоры) и Орхус (Консерватория, оперный театр, Филармонич. об-во, гор. оркестр).

Крупнейший дат. пианист сер. 20 в.- В. Шёлер. Современную музыкальную культуру Д. представляют композиторы К. Рисагер, Э. Хамерик, В. Хольмбоэ, Н. В. Бентсон, И. Ерсильд, С. Шульц, С. Вестергор, Л. Тюбо, Я. Маэгор, О. Шмидт, П. Нёргор; исполнители: пианист и композитор X. Д. Коппель, пианисты и органисты К. Ольсон, Б. Йонсон,скрипачи А. Свенсен, Э. Тельманьи, виолончелист Б. Бенгтсон, органисты Г. Фьельрад, Ф. Видерё и др.; музыковеды К. Еппесен, А. Хамерик, К. Тране, В. К. Равн; певец Н. Мёллер, певицы Л. Коппель, Б. Сёнберг, К. Шульц.

Лит.: Сталь Э., Заметки из Копенгагена, "Советская музыка", 1964, №5; Ва1zer J., Bibliografi over Danske komponister, Cph., 1932; Danmarks gamle folkeviser, bd 1 - 11, Kbh., 1853 - 1935; Lunn S., La vie musicale au Danremark, Cph., 1962. В. В. Oшиc.

XVI. Балет

Археологич. находки и географич. названия (Дансехойе - танц. холмы, около Копенгагена) свидетельствуют о существовании танца ещё в бронз. веке. На о. Фанё бытует танец, восходящий ко времени викингов. О ритуалах и нар. танцах рассказывает ср.-век. фресковая живопись церквей (напр., в Ерслеве). Балет в совр. понимании возник в виде небольших танц. сцен в школьном театре (самый древний - "Морианский танец глупцов", 1500). Придворный балет появился в 1630-е гг. и существовал на протяжении полувека. В кон. 1600-х гг. в Д. приезжали первые проф. балетные труппы из-за рубежа. При создании первого нац. драматич. театра "Датская сцена" (1722) участники одной из таких гастрольных трупп были приглашены для участия в постановке комедий-балетов Мольера и пьес Л. Хольберга. В 1748 при театре была образована балетная труппа (с 1770 носит название - Королевский балет), а в 1754 - школа танцев (продолжает существовать). Так сложилась одна из особенностей дат. балета - его связь с драматич. театром (до сер. 19 в.). В 18 в. в Д. работали иностр. балетмейстеры, в частности итальянец В. Галеотти, в 19 в. француз А. Бурнонвиль. Расцвет дат. балета связан с деятельностью А. Бурнонвиля, к-рый обращался к историч. темам, использовал скандинавскую мифологию, создал спектакли, где показывались нар. обычаи и обряды ("Свадебный поезд в Хардан-гере" X. С. Паулли, 1853; "Народное предание" Н. В. Гаде и И. П. Э. Хартмана, 1854). В его хореографич. драмах, обогащённых нац. танцами, проявились характерные особенности дат. романтизма, опирающегося на фольклор. В сер. 19 в. определились нац. особенности балета,сформировалась дат. хореографич. школа, к-рая (особенно в сфере мужского танца) продолжает пользоваться всемирной известностью и в 20 в. Среди солисток в 19 в. прославились: Л. Гран, А. Нильсен, Л. Стильман, К. Прайс. Деятели дат. хореографии оберегали сложившиеся традиции от начавшейся на рубеже 19-20 вв. деградации зап.-европ. балетного иск-ва. Благодаря творчеству артистов X. Бека, В. Борксениус балет Д. и в 20 в. сохранил традиционную школу и репертуар. В 1931-51 труппу Королевский балет возглавлял X. Ланнер, ставивший спектакли, в к-рых нац. традиции сочетались с более совр. балетными формами ("Карртсилуни" К. Рисагера,1942,и др.). В 60- нач. 70-х гг. в репертуар труппы всё чаще включаются работы иностр. балетмейстеров. Дат. артисты нередко работают за пределами страны, многие из них выступают и как балетмейстеры: Н. Б. Ларсен, К. Ралов, Э. Брун и Ф. Флиндт, возглавляющий балетную труппу. Наиболее популярные артисты 30-40-х гг.- М. Ланнер, Н. Б. Ларсен, X. Брено; 40-50-х гг. - М. Вангсо, М. Шанне, Ф. Шауфус; 50 - нач. 70-х гг.- К. Симоне, X. Кронстам, А. Леркесен,

Н. Келет, П. Мартине, Ф. Бьёрнсон и др. С 1950 ежегодно проводятся фестивали танца.

Лит.: Классики хореографии, Л. - М., 1937 (см. ст., посв. Бурнонвилю и отрывки из его воспоминаний); Кragh-Jасоbsen S., The Royal Danish ballet, Toronto, 1957. E. Я. Суриц.

XVII. Драматический театр

В ср. века театр. иск-во было представлено школьным театром - спектаклями, ставившимися учениками лат. школ, а также жанрами, характерными для зап.-европ. театра этого времени: моралите, мистерия и др. Становление проф. театра происходит в 20-е гг. 18 в., в период раннего Просвещения. В 1722 в Копенгагене был основан первый нац. театр "Датская сцена". Большое значение для его деятельности имела драматургия Л. Хольберга, на к-рой воспитывались мн. поколения актёров. В 1770 этот театр стал называться Королевским (см. Датский Королевский театр). В 18 в. в репертуар входили комедии Хольберга, а также драмы Й. Эвальда на историч. и мифологич. сюжеты, пьесы Вольтера, Мольера, П. О. Бомарше, Р. Шеридана, Г. Э. Лессинга. Основы нац. актёрского иск-ва закладывают Г. Лоннеман, М. У. Хортулан, Н. Клементин, К. Вальтер, К. А. Гьельструп, П. Й. Фрюден-даль, М. Росинг и др. В нач. 19 в. на сцене преобладала иностр. драматургия, но уже в 20-е гг. начался новый период в развитии дат. театра, связанный с утверждением нац. романтич. драмы - произв. А. Эленшлегера, X. Херца, X. К. Андерсена. Большую популярность завоевали бытовые комедии Й. К. Хо-струпа и водевили Й. Л. Хейберга. Выдающиеся актёры этого времени - Й. Л. Хейберг, Н. П. Нильсен, Й. К. Рюге, А. Нильсен, К. Росенкилле, И. Л. Фистер.

Последняя четверть 19 в. ознаменована многочисл. постановками остро критич., гуманистич. драм Г. Ибсена, в к-рых раскрылось реалистич. мастерство актёров Э. Поульсена, Б. Хеннингс и др. В Копенгагене наряду с Королевским театром успешно работало несколько частных театров ("Казино", 1848-1937, Народный театр, осн. в 1857, "Дагмартеатр", 1883- 1937).

В течение 1-й четв. 20 в. театр находился в состоянии кризиса, в репертуар включались преим. натуралистич. и декадентские пьесы. Однако уже в кон. 20-х гг. начался новый подъём, приведший в 30-е гг. к расцвету театр. иск-ва и драматургии. Большая роль в этом процессе принадлежала "Рабочему театру", "Социальному театру", "Театру Бетти Нансен", где шли пьесы молодых дат. и иностр. авторов, велись поиски новых средств сценич. выразительности. Обновление дат. театра было связано прежде всего с постановкой социально-критич. и антифаш. произв. К. Мунка, К. Абелля, К. Э. Сои. Ведущие театр. деятели этого периода - режиссёры и актёры X. Габриельсен, С. Бесеков, П. Кнутсон, Б. Нансен, П. Рёймерт, Б. Ипсен, К. Понтоппидан, А. Ларсен, Й. Поульсен.

В годы нем.-фаш. оккупации (1940- 1945) в театрах ставилась преим. нац. классика. После освобождения от оккупации в репертуаре появились новые пьесы К. Абелля, К. Мунка, К. Э. Сои, Л. Фишера, X. К. Браннера, рисовавшие события военных лет, героизм участников Движения Сопротивления, осуждавшие коллаборационизм. В 50-е гг. театр переживал кризис, несколько трупп распалось. В 50-60-е гг. ставились гл. обр. пьесы современных зап.-европ. и американских драматургов. К произв. национальной и мировой классики обращается преим. Королевский театр, развивающий реалистич. традиции. Большой популярностью пользуются пьесы Э. Кнудсена и Э. Брун-бльсена, подвергающие критике совр. бурж. общество. Среди актёров выделяются М. Вит, X. Бентсон, Э. Роде, Б. Квистгор, П. Рей-хардт, Б. Кьер, И. Брамс, X. Виркнер, Л. Рингхейм, X.Моритсен, Э. Мерк, А. Вийом, Б. Федерспиль, Г. Нёрбю, Ф. Хельмут, П. Кьерульф-Шмидт, О. Уссинг, А. Андерсен. В спектаклях небольших эстрадных театров высокое комедийное мастерство демонстрируют К. Петерсен, Л. Броберг, Д. Пассер.

Среди коммерч. театров Копенгагена ведущее положение занимает "Новый театр" (осн. в 1908), в репертуаре которого- классика, пьесы совр. дат. и иностр. авторов. Известностью пользуется также "Гладсакс-театр" (орг. в 1964). Постановки лёгкого жанра осуществляет театр "Ню Скала" (орг. в 1912). Для театр. жизни 60-х гг. характерно появление значит. числа т. н. малых театров ("Фьоль-театр", "Комедиехусет", "Боль-хус-театр" и др.). Стационарные театры работают также в Ольборге (осн. в 1878), Оденсе (осн. в 1795); особенно большую популярность приобрёл театр в Орхусе (осн. в 1900) под руководством Э. Тим-рота (с 1966). Практикуется система передвижных театров с временными труппами. Подготовка актёров осуществляется Гос. драматич. школой в Копенгагене (в 1886-1967 работала при Королевском театре).

Лит.: Гозенпуд А. А., Датский театр, в кн.: История западноевропейского театра, т. 2,4, М., 1957 - 64; Нansen P., Den danske skueplads, bd 1-3, Kbh., [1889-96]; Teatret pa Kongens Nytorv. 1748-1948, [Kbh., 1948]; Sсhуberg Fr., Ti aars teater, Kbh., 1939; его же, Teatret i krig, Kbh., 1949; Tilbageblik pа 30'erne. En antologi ved H. Hertel, bd 1 - 2, Kbh.. 1967; Engberg H., Teatret. 1945-1952, [Kbh.], 1952; The Festival Arts. Danish drama, ballet and music, Cph., 1958; Kragh-Jacobsen S., Teaterarbogen. [1959-1965], bd 1-3, Kbh., 1960-67. И. П. Куприянова.

XVIII. Кино

В 1897 было снято неск. документальных фильмов, в 1903 поставлен игровой фильм "Казнь" (реж. всех фильмов Л.П. Эльфельт). В 1906 в Копенгагене основана киностудия "Нордиск". Выпускались короткометражные фарсы, салонные драмы, экранизации мировой и нац. классики. Мн. фильмы отличались новаторством в области кинорежиссуры, эмоциональностью актёрского исполнения, что определяло их успех на родине и в др. странах. Среди видных деятелей раннего, т. н. классич., периода развития дат. кино: реж. У. Гад, А. Блом, Р. Динесен, Хольгер-Мадсен, актёры А. Нильсен, В. Псиландер, О. Фенс. В 1917-20 дат. фильмы были вытеснены с мирового кинорынка нем. и амер. фильмами. Крупнейшие кинодеятели эмигрировали в Германию иСША. На фоне сентиментальных мелодрам, ставших осн. кинопродукцией, выделялись лишь фильмы реж. Б. Кристенсена, А. В. Сандберга, К. Т. Дрейера. Большую популярность получили фильмы реж. Л. Лауритцена с участием комедийных актёров X. Мадсена и К. Шенстрема (Пат и Паташон). Фильмы 30-х гг. были далеки от значит. проблем современности, их отличал низкий проф. уровень. В годы нем.-фаш. оккупации (1940-45) выпускались преим. экранизации, псевдосоциальные драмы, примитивные комедии. Значит. явление киноискусства этого периода - фильм "День гнева" (1943, реж. К. Т. Дрейер, по X. Вирс-Йенсену), исполненный протеста против антигуманистнч. догм бурж. морали. После освобождения от оккупации выпущены фильмы, посвящённые Движению Сопротивления, положению детей и юношества в капиталистич. обществе, критикебурж. либерализма, обществ. пассивности: "Невидимая армия" (1945, реж. И. Якобсен), "Дитте - дитя человеческое" (1946, по М. Андерсену-Нексё), "Палле один на свете" (1954) (реж. обоих фильмов А. и Б. Хеннинг-Енсен), "Слово" (по пьесе К. Мунка, 1955, реж. К. Т. Дрейер), "Последняя зима" (1960, реж. Э. Тимрот). Развитию дат. кино в 60 - нач. 70-х гг. препятствовали конкуренция амер. и зап.-европ. фирм, раздробленность производств. базы. Выпускаются, как правило, кинокартины комедийно-развлекательного характера. Обращение к социально значимым проблемам, глубина драматич. конфликтов характерны для немногих режиссёров - X. Карлсена ("Дилемма", 1963), П. Кье-рульф-Шмидта ("Уикэнд", 1963, "Двое", 1964). Известность завоевала школа документальных и короткометражных фильмов (реж. Т. Кристенсен, А. и Б. Хеннинг-Енсен, Й. Рос и др.).

В Копенгагене работает Дат. киномузей (осн. в 1941), занимающийся изучением и популяризацией киноискусства и издающий журнал "Косморама" (с 1954). В кино снимаются актёры Королевского и др. театров.

Лит.: Садуль Ж., Всеобщая история кино, т. 2 - 3, М., 1958 - 61; Еngberg M., Den danske stumfilm 1903-1930, Kbh., 1968.

ДАНКОВ, город в Липецкой обл. РСФСР, на обоих берегах Дона. Ж.-д. станция в 86 км к С.-З. от г. Липецка. 20 тыс. жит. (1970). Хим. з-д (крем-нийорганич. лаков), доломитовый комбинат, птицекомбинат, з-ды: крахмальный, молочный, железобетонных изделий. ТЭЦ. Краеведч. музей. Картинная галерея. Осн. в 1571 для защиты юж. границ Моск. гос-ва от набегов крымских татар. С 1778 уездный город Рязанского наместничества.

Лит.: Прасалов И. А., Соседов В. П., Данков, Липецк, 1963.

ДАНКОВА ПИК, вершина в хребте Кокшалтау, в системе Тянь-Шаня (на границе Кирг. ССР с Китаем). Выс. 5982 м. Покрыт вечными снегами и ледниками.



ДАНЛОП (Dunlop) Джон Томас (р. 5.7.1914, Плейсервилл, Калифорния), американский экономист, доктор философии (1939), проф. экономики (1950), чл. Амер. академии иск-в и наук (1959). После окончания Калифорнийского ун-та (1935) преподавал в Станфордском (1936-37) и Гарвардском (1938-45) ун-тах. Автор работ по проблемам труда и зарплаты. В своих историч. построениях игнорирует объективные закономерности, лежащие в основе движения заработной платы в условиях капитализма. Будучи сторонником т. н. коллективно-договорной системы заработной платы, Д. стремится доказать, что её фактич. уровень, фиксируемый в коллективных договорах, определяется соглашением между рабочими и капиталистами.

Соч.: Wage determination under trade unions, 2 ed., Oxf., 1950; Collective bangaining: principles and cases, Homewood (111.), 1953; The theory of wage determination, L. -N. Y., 1957.



ДАН-ЛЭРИ, Дан-Лэре (Dun Laoghaire), Кингстаун (Kingstown), город (графство) в Ирландии, на берегу Ирландского м. 51,8 тыс. жит. (1966). Пассажирский порт Дублина. Доки. Хим. предприятия. Приморский курорт. Рыболовный и яхтсменский центр.



Д'АННУНЦИО (D'Annunzio) Габриеле (12.3.1863, Пескара,- 1.3.1938, Гар-доне-Ривьера), итальянский писатель и политический деятель. Происходил из состоятельной семьи. Творчество Д'А.- характерное проявление декаданса в лит-ре Италии. В ранних произведениях возникали темы и образы веризма, но и в них он изображал народ как дикую, объятую жаждой разрушения толпу ("Девственные земли", 1882; "Сан Панталоне", 1886) и подменял социальную проблематику мыслью о неполноценности "маленького человека" ("Джованни Эпископо", 1892). Для романов, драм и стихов Д'А. характерны иррационализм, эстетство и гедонизм. Их осн. герой - ницшеанский "сверхчеловек", аморалист, воспевающий диктатуру "сильной личности" (романы "Наслаждение", 1889; "Девы скал", 1895; "Пламя", 1900; драмы "Мёртвый город", 1898; "Джоконда", 1899). С кон. 19 в. Д'А.- певец и пропагандист итал. империализма (драмы "Слава", 1899; "Сильнее любви", 1907; цикл стихов "Песни о заморских подвигах", 1911). В годы 1-й мировой войны 1914-18 Д'А. ушёл в армию, был лётчиком, пехотным офицером. После войны стал одним из лидеров националистич. движения, связанного с фаш. орг-циями. В сент. 1919 возглавил националистич. экспедицию, захватившую югосл. г. Риека (Фиуме), был его комендантом до дек. 1920, когда по требованию Антанты итал. пр-во предложило Д'А. оставить город. Д'А. приветствовал воен. акции итал. фашизма, прославлял его колон. захваты (сб. статей и выступлений "Держу тебя, Африка", 1936). При фашизме в 1924 получил титул князя, в 1937 возглавил Королевскую академию наук.

Известную художеств. ценность в наследии Д'А. представляют сб. стихов "Алкион" (1904), драма "Дочь Иорио" (1904) и лирич. проза "Ноктюрн" (1921).

Соч.: Opera omnia, a cura di A. Sodini, v. 1 - 49, Mil., 1927 - 37; в рус. пер. -Собр. соч., т. 1-12, СПБ, [б. г.].

Лит.: Воровские В. В., Факел под мерой, Соч., т. 2, [Л.], 1931; Alatri P., Nitti, D'Annunzio e la questione adriatica (1919-1920), Mil., 1959; De Miсhe1is E., Tutto D'Annunzio, Mil., 1960; Sa1inагi C., Mitie coscienza del decadentismo italiano, 2 ed., Mil., 1962; Valeri N., D'Annunzio davanti al fascismo, Firenze, 1963; Сirсeо E., Saggio sul D'Annunzio narra-tore, Roma, [1966]; Paratore E., Studi dannunziani, [Napoli], 1966.

ДАНТЕ Алигьери (Dante Alighieri) (май 1265, Флоренция,- 14.9.1321, Равенна), итальянский поэт. Происходил из старинного дворянского рода. В наиболее известных юношеских стихах Д., испытавший влияние прованс. трубадуров, сицилийских поэтов и школы "дольче стиль нуово", воспевал молодую женщину по имени Беатриче и оплакивал её смерть (1290). Эти стихи и присоединённое к ним прозаич. повествование на итал. яз. составили первую в зап.-европ. лит-ре романизированную автобиографию "Новая жизнь" (1292), где мистич. преображение действительности сочетается с глубоким психологич. проникновением в живое чувство.

Д. активно участвовал в обществ. жизни Флоренции, примкнув к партии "белых" гвельфов (в основном представлявших торг.-ремесл. круги). После победы "чёрных" гвельфов (партии гор. дворянства) Д. был заочно приговорён к сожжению с конфискацией имущества (1302). Позже отошёл от "белых" и стал, по его выражению, "сам себе партией". Начались скитания поэта по Италии. Он был приговорён к смерти вторично в 1315 (этот приговор был отменён в 19661). Последние 6 лет жизни Д. провёл в Равенне.

К 1304-07 относятся трактаты Д. "О народной речи" на лат. яз. и "Пир", включающий три канцоны, созданные раньше, и являющийся первым образцом филос. прозы на нар. итал. языке. Изложение вопросов морали, богословия, учения о свойствах души и интеллекта нарушается лирич. элементом - страстными тирадами, не свойственными этому жанру. В трактате "О народной речи" Д. говорит о родстве романских языков и об итал. диалектах.

Междоусобная борьба во Флоренции и войны между итал. городами, интриги папской курии, падение морального авторитета церкви, личный опыт изгнанника, к-рому пришлось странствовать почти по всей стране, осознание единства итал. нации - всё это привело к тому, что Д. возложил надежды на герм. императора Генриха VII, вошедшего в 1310 со своим войском в Италию. Д. видел в Генрихе миротворца, наследника Римской империи, к-рому предназначено возродить Италию. В поддержку Генриха поэт написал на лат. языке 3 послания (1310-11). В политич. трактате "О монархии" (1312-13) на лат. яз. Д. защищает идеал всемирной монархии как гос-ва, к-рое должно обеспечить земное благополучие людей.

Вершина творчества Д.- поэма "Комедия", названная потомками "Божественной" (по-видимому, начата в 1307, закончена в 1321, первое печатное изд. 1472). Форма поэмы восходит к традиц. жанру "видения"; она изображает странствие поэта по загробному миру и состоит из трёх частей: "Ад", "Чистилище" и "Рай".

Руководимый Вергилием (символ земного разума) герой поэмы, сам Д., воплощающий греховное человечество, спускается в ад (мир осуждения) - подземную воронку, разделённую на 9 кругов, затем поднимается на гору чистилища (мир искупления), очищается от грехов и в сопровождении Беатриче (символ божественного разума) возносится в рай (мир блаженства и познания абсолютной истины). В последних песнях "Рая" Беатриче сменяет третий вожатый Д. - Бернар Клервоский, богослов-мистик 13 в.

В "Комедии" отчётливо проявляется переходный характер творчества Д. Со средневековьем её связывает аллегорич. картина неподвижного загробного мира, подчинённая представлениям католич. теологии. Но в разрешении огромного комплекса затронутых в поэме проблем богословия, истории, науки и особенно политики и морали католич. догмы вступают в столкновение с новым отношением к людям, к миру поэзии с его культом античности. Интерес Д. к земной жизни, к судьбе человеческой личности - основа его гуманизма. Отвлечённым грехам Д. придаёт политич. и социальную окраску. Его волнуют судьбы Италии и Флоренции, раздираемых междоусобицами, падение авторитета и коррупция церкви, столкновение папской и императорской власти, идеал монархии. Д. размещает грешников в аду по личному усмотрению, иногда карает их не так, как этого требовала церковь, часто относится к ним с глубоким состраданием и уважением.

Там, где Д. излагает схоластич. тонкости (особенно в 3-й части), поэма приобретает абстрактный характер, но в целом она тесно связана с реальностью, отражает своё время, воссоздаёт облик современников поэта. Наиболее пластичны образы нераскаявшихся грешников "Ада"- трагич. фигуры, не изжившие своих страстей: Франческа, фарината, Улисс, Уголино. Поэзия "Чистилища" посвящена лирич. изображению человеческих чувств: горечи изгнания, дружбы, радости и раскаяния. В "Раю" же поэтизируются отвлечённые филос. представления, наряду с личными переживаниями поэта-изгнанника, тоскующего о родине. Особое место среди персонажей занимают мудрый и снисходительный Вергилий, величественная и нежная Беатриче (это и символы, и живые человеческие характеры) и сам Д.- человек гордый, страстный, нетерпимый и вместе с тем чувствительный к людским страданиям. Д. выступает в поэме то как личность, то как представитель человечества в целом.

Д.- создатель итал. лит. языка, в основу к-рого он кладёт тосканский диалект, обогащая его словами и оборотами из других диалектов, латинизмами и неологизмами. В стиле поэмы сочетаются просторечие и торжеств. книжная лексика, живописность и драматизм. Д., как никто в его время, уже говорил от имени всей итал. нации, выражая её историч. чаяния. Он, по определению Энгельса,- "...последний поэт средневековья и вместе с тем первый поэт нового времени" (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 22, с. 382). Творчество Д. оказало огромное влияние на развитие итал. лит-ры и европ. культуры в целом. Ему посвящена обширная лит-pa. В СССР в 1966 при Научном совете по истории мировой культуры АН СССР создана постоянно действующая Дантовская комиссия.

Соч.: Le opere, testo critico della Societa dantesca italiana, a cura di M. Barbi [e. a.], Firenze, 1921; Tutte le opere, a cura di F. Chiapelli, Mil., 1965; La divina cpmme-dia, a cura di N. Sapegno, v. 1 - 3, Firenze, 1955-57; в рус. пер. - Божественная комедия, пер. М. Лозинского, М., 1967; Малые произведения, пер. И. Голенищева-Кутузова, В. Зубова, Ф. Петровского, Е. Со-лоновича, А. Габричевского, М., 1968; Новая жизнь, пер. А. Эфроса, М., 1965.

Лит.: Веселовский А. Н., Данте, в его кн.: Избр. статьи, Л., 1939; Алпатов М. В., Итальянское искусство эпохи Данте и Джотто, М.- Л., 1939; Дживелегов А. К., Данте Алигьери, 2 изд., М., 1946; Де Санктис Ф., История итальянской литературы, пер. с итал., под ред. Д. Е. Михальчи, т. 1, М., 1963; Данте и славяне, [сб. статей под общей ред. И. Бэлзы], М., 1965; Едина Н., Данте, М., 1965; Голенищев-Кутузов И. Н., Данте, М., 1967; его же, Творчество Данте и мировая культура, М., 1971; Данте и всемирная литература. [Сб. статей], М., 1967; Дантовские чтения. [Сб. статей], под общей ред. И. Бэлзы, [в. 1 - 2], М., 1968-71 (см. библ. советской дантоло-гии. Сост. Ю. И. Ритчик, в. 1); Алексеев М. П., Первое знакомство с Данте в России, в кн.: От классицизма к романтизму, Л.,1970: Vossler К., Die Gottliche Komodie. Bd 1-2, Heidelberg, 1907-10; Сarducci G., Dante e 1'eta che fu sua, в его кн.: Prose, 4 ed., Bologna, 1908; Zingarelli N., La vita, i tempi, le opere di Dante, Mil., 1931; Nardi В., Dante e la cultura medievale, 2ed., Bari, 1949; Renaudet A., Dante humaniste, P., 1952; Apollonio M., Dante. Storia della "Commedia", 2 ed., pt 1 -2, Mil., 1954; Barbi M., Problemi fondamentali per un nuovo commen-to della "Divina Commedia", Firenze, 1955; Croce В., La poesia di Dante, [9 ed.], Bari, 1958; Cosmo U., Gu-ida a Dante, Firenze, 1962; Aerbасh E., Studi su Dante, Mil., 1963;Atti del Congresso internazionale di studi danteschi, v. 1-2, Firenze, 1965-66; Pagliarо A., Ulisse. Ricerche semantiche sulla Divina commedia, t. 1 - 2, Messina -Firenze, [1967]; Rоssi M., Problematica della Divina commedia, Firenze, 1969.

Библиографические издания: Данте в СССР. Библиография переводов и критической литературы, 1918 - 1964, сост. И. В. Голенищева-Кутузова, М., 1965.

Н. Г. Елина.



ДАНТОН (Danton) Жорж Жак (28.10.1759, Арси-сюр-Об,-5.4.1794, Париж), деятель Великой французской революции. По образованию юрист. Род. в семье прокурора. С 1780 занимался адвокатской практикой в Париже, с 1787 до начала революции был адвокатом в Королев. суде. В первые же дни революции передовые взгляды Д., его ораторский талант обеспечили ему широкую популярность. Отстаивая демократич. требования клуба кордельеров, Д. приобрёл там большое влияние. Однако он долго считал необходимым сохранение монархии и даже в период кризиса, вызванного вареннским бегством Людовика XVI (21 июня 1791), не решился требовать ее уничтожения. В июле 1791, чтобы избежать правительств. репрессий, уехал в Англию. Возвратившись в Париж (сент. 1791), Д. принял участие в де-мократич. движении, сблизился с якобинцами; был избран пом. прокурора Парижской Коммуны 1789-94. Участвовал в организации восстания 10 авг. 1792, свергнувшего монархию, после к-рого занял пост мин. юстиции в новом пр-ве. В авг.- сент. 1792, в критич. дни наступления войск австро-прусских интервентов на Париж, Д. проявил огромную энергию, инициативу и решимость, призвав народ на защиту революц. отечества. В сент. 1792 Д. был избран в Конвент. В 1793 вошёл в первый Комитет общественного спасения, став его фактич. руководителем. Уделяя большое внимание вопросам внеш. политики, Д. выступал поборником идеи "естеств. границ", отвергая планы "революц. войны",т. е. насильств. уничтожения феод. порядков в др. гос-вах. В вопросах внутр. политики по мере обострения борьбы между Горой и Жирондой он занимал всё более уклончивую позицию и искал компромисса между борющимися партиями. Примирительная позиция Д. по отношению к жирондистам побудила якобинцев устранить Д. и его сторонников из нового Комитета обществ.спасения, созданного в июле 1793. Осенью 1793 Д. временно покинул Париж и жил на родине, занимаясь частными делами и увеличивая своё состояние. В то же время он продолжал пристально следить за событиями, происходившими на политич. арене. Оставаясь внешне одним из вождей революции, Д. постепенно становился притягательным центром для "новых богачей", недовольных политикой революц. диктатуры. Зимой 1793-1794 концентрировавшееся вокруг Д. правое крыло якобинцев (К. Демулен, фабр д'Эглантин и др.) оформилось в оппо-зиц. группировку, выступавшую с требованием смягчения революц. террора, отмены закона о максимуме и с резкими нападками на пр-во якобинцев. 2 апр. 1794 Д. и его друзья были преданы суду Революц. трибунала и 5 апр. 1794 казнены.

Соч.: CEuvres..., P., 1866; Discours, P., 1910.

Лит.: Нарочницкий А. Л., Крушение дипломатии Дантона в июне - июле 1793 г., "Доклады и сообщения Исторического факультета МГУ", 1947, в. 6; Далин В. М., Новые документы об отношении Бабефа к Дантону, "Вопросы истории", 1959, № 4; Матьез А., Новое о Дантоне, пер. с франц., М.- Л., 1928; Фридлянд Ц., Дантон, 3 изд., М., 1965; Bougeart A., Danton. Documents authenticities pour servir a 1'histoire de la Revolution francaise, Brux., 1861; Aulаrd F.A., Danton, P., 1884; Rоbinet J. F. E., Centenaire de 1789. Danton homme d'Etat, P., 1889; Made1in L., Danton, P., 1914; Вe11ос Н., Danton, N. Y., 1928; Wende1 H., Danton, B., 1930.

Л. З. Манфред.



Д'АНТРКАСТО (d'Entrecasteaux) Жозеф Антуан де Брюни (de Bruni) (1739, Экс, Франция,-20.7.1793, Тихий ок.), французский мореплаватель. Служил в воен. флоте. В 1791-93 возглавлял экспедицию, посланную на поиски Ж. Лаперуза. В течение двух лет его отряд обследовал районы юж., вост. и зап. берегов Австралии и юго-зап. части Тихого ок. Во время экспедиции открыл о-ва Д'Антркасто, Кермадек и архипелаг Тро-бриан и совместно с гидрографом ТТТ. Ботаном-Бопре провёл съёмку берегов Тасмании, Н. Каледонии, юж. и сев. берегов Н. Гвинеи. Умер во время плавания.

Д'АНТРКАСТО (d'Entrecasteaux), группа мелких вулканич. островов в Соломоновом м. Тихого ок., близ вост. оконечности о. Н. Гвинея. Входит в состав Папуа (колония Австрал. Союза). Пл. 3145 км2. Нас. ок. 40 тыс. чел. (1969). Выс. до 2600 м; есть потухшие вулканы и горячие источники. Разведение кокосовой пальмы, добыча жемчуга. Открыты в 1792 Ж. Д'Антркасто.

ДАНФЕРМЛИН (Dunfermline), город в Великобритании, в Шотландии (графство Файф), у зал. Ферт-оф-Форт, близ Эдинбурга. 50,7 тыс. жит. (1968). Текст. центр (шерстяные ткани). Судостроение и судоремонт. Пищ. пром-сть. В 11 в. резиденция шотл. королей. Архит. памятники 11 в. (дворец, церковь).

ДАНЦИГ (Danzig), быв. немецкое назв. польского города Гданьск.

ДАНЫ, германское племя. Д. населяли Ю. Скандинавского п-ова. В 5-6 вв. заселили о-ва Дат. архипелага и Сев. Ютландию. Составили ядро формировавшейся дат. народности (см. Датчане). Дали название стране - Дания.

ДАНЬ, первоначально натуральный или денежный побор, взимавшийся победителями с побеждённых племён или гос-в (иногда Д. уплачивалась также при приближении неприятельского войска с целью избежать войны). В условиях консолидации подчинённых племён под властью одного племенного вождя (князя) и в процессе складывания раннефеод. гос-ва Д., взимавшаяся с этих племён, приобретала новое значение - налога, а в результате пожалования права его сбора дружинникам, духовенству, светским феодалам трансформировалась в феод. ренту. На Руси Д. известна с 9 в. Подчиняя отд. племена, князья облагали их Д. (деньгами, натурой, в т. ч. мехами и пр.). Рост феод. собственности на землю привёл к захвату феодалами права взимания Д. и включению её в состав феод. ренты. В 13-15 вв. привилегированные землевладельцы часто освобождались князьями от уплаты Д. С образованием единого Рус. гос-ва Д. на рубеже 15- 16 вв. стала обязат. налогом с черносошных и дворцовых крестьян и посадских людей. Отменена в 1679 после объединения важнейших прямых налогов в один- стрелецкие деньги. Патриарх, митрополиты, архиепископы и епископы взимали с церк. причтов церк. Д. (часть дохода от взносов прихожан). В 13-15 вв. спец. разновидность Д. взималась с рус. земель в пользу Золотой Орды (т. н. ордынский "выход").

Лит.: Лаппо - Данилевский А. С., Организация прямого обложения в Московском государстве со времён смуты до эпохи преобразований, СПБ. 1890; Милюков П. Н., Спорные вопросы финансовой истории Московского государства, СПБ, 1892.

ДАНЬКЕВИЧ Константин Фёдорович [р. 11(24). 12.1905, Одесса], советский композитор, дирижёр, педагог, муз.-обществ. деятель, нар. арт. СССР (1954). Чл. КПСС с 1946. В 1929 окончил Одесский муз.-драматич. ин-т по классу композиции В. А. Золотарёва и П. И. Молчанова, по классу фп. М. И. Рыбицкой. С 1929 преподаватель, с 1948 проф. по классу композиции Одесской консерватории (в 1944-51 директор). С 1953 проф. Киевской консерватории. В 1956-67 пред. правления Союза композиторов Украины. Музыка Д. тесно связана с укр. и рус. фольклором. Произведениям композитора свойственно тяготение к героич. пафосу и драма-тич. напряжённости. Осн. соч.: оперы "Трагедийная ночь" (1934), "Богдан Хмельницкий" (1-я ред. -1951, 2-я ред.- 1953), "Назар Стодоля" (1960); балет "Лилея" (по Т. Г. Шевченко, 1939); оратория "Октябрь" (1957); 2 симфонии (1937, 1945); 4 симф. поэмы, в т. ч. "Тарас Шевченко" (1939), камерные и хоровые произв., музыка к драматич. спектаклям и фильмам и др. Деп. Верх. Совета Укр. ССР 4-6-го созывов. Награждён орденом Ленина и орденом Трудового Красного Знамени. Портрет стр. 550.

Лит.: Михайлов М., Композитор К. Ф. Данькевич, Киев, 1959.

Л. С. Кауфман.



ДАНЬКО, Данько-Алексеенко Наталия Яковлевна (1892, Тбилиси,- 18.3.1942, Ирбит), советский скульптор-керамист. В 1900-08 училась в частных студиях и училищах Москвы, Вильнюса, Петербурга. В 1909-14 выполняла скульпт. декор моск. и петерб. домов и зарубежных выставочных зданий. С 1914 работала в Петрограде на императорском (с 1918- гос.) фарфоровом з-де (с 1919 руководитель скульпт. мастерской). Создала св. 300 полихромных фарфоровых групп, фигурок, рельефных сосудов и скульпт. настольных приборов (в т. ч. ряд произв. т. н. агитационного фарфора), отмеченных тонким чувством материала, знанием традиций рус. нар. керамики и художеств. фарфора, обобщённостью форм, меткостью социальных и психологич. характеристик и актуальностью обществ. звучания.

Лит.: Эбин Ю., Н. Я. Данько, М., 1955; Овсянников Ю. М., Скульптор в красном халате, [М., 1965].

ДАО, одна из важнейших категорий китайской философии. Букв. значение термина "Д."-"путь"; Конфуций и ранние конфуцианцы придали ему этич. значение, истолковав как "путь человека", т. е. нравств. поведение и основанный на морали социальный порядок. В философии даосизма термин "Д." приобретает уже не этическое, а онтологич. значение, причём под ним понимаются и первопричина вселенной, и лежащая в её основе таинственная и непознаваемая закономерность, и целостность жизни. В философии неоконфуцианства термин "Д." большей частью отождествляется с термином "ли" ("принцип") и противопоставляется материальному субстрату "ци". Основатель рационалистич. системы неоконфуцианства Чжу Си подчёркивал при этом тождественность Д. человека и окружающего мира.

Лит.: Конрад Н. И., Философия китайского Возрождения, в его кн.: Запад и Восток, М., 1966; Быков Ф. С., Зарождение общественно-политической и философской мысли в Китае, М., 1966; Fung Yu1an, A history of Chinese philosophy, v. 1 - 2, Princeton, 1952 - 53. В. А. Рубин.

"ДАО ДЭ ЦЗИН", классич. произведение древнего даосизма (4-3 вв. до н. э.); см. в ст. Лао-цзы.


ДАОСИЗМ, 1) одно из осн. направлений др.-кит. философии, представленное, в первую очередь, трактатами "Лао-цзы" (др. назв.-"Дао дэ цзин") и "Чжуан-цзы". В наст. время большинство учёных приходит к выводу, что "Чжуан-цзы" появился ок. 300 до н. э. и приблизительно в то же время-"Лао-цзы", в связи с чем датировка возникновения Д. передвигается с 6-5 вв. до н. э. (как считалось ранее) к 4-3 вв. до н. э.

В центре учения, изложенного в "Чжуан-цзы" в виде притч, носящих полемич. характер и направленных против конфуцианства и моизма (см. Китай, раздел Философия), лежат противопоставление природы обществу и призыв к человеку стряхнуть с себя оковы обязанностей и долга и вернуться к простой, безыскусств. жизни, близкой к природе, воплощающей дао. Это понятие выступает как таинств. целостность вселенской жизни, присутствующая во всём, но ничем единичным не исчерпывающаяся, не познаваемая разумом и не выразимая в словах. Разочарование в возможности по-литич. и социального действия, анархич. индивидуализм, мистицизм и иррационализм характерны для философии "Чжуан-цзы", а имеющаяся в трактате мысль о желательности тотального истребления культуры положила начало даосской традиции, не раз на протяжении истории Китая идеологически оформлявшей крест. революционность. Вместе с тем превознесение природы и призыв к внимательному наблюдению происходящих в ней процессов, с одной стороны, содействовали появлению в Китае первонач. науч. знаний, сделавших возможным ряд изобретений (в частности, бумаги), способствовавших технич. прогрессу; с др. стороны, сыграли впоследствии огромную роль в развитии кит. живописи (в особенности пейзажной). В трактате "Лао-цзы" понятие "дао" приобретает смысл не только сущности, но и первопричины вселенной. Вместо свойственного "Чжуан-цзы" абс. отрицания политики и морали появляется призыв к недеянию (увэй), означающему в моральном плане самоустранение, уступчивость, отказ от желаний и от борьбы, а в политич. плане - проповедь невмешательства правительства в жизнь народа.

2) Одна из кит. религий. Возникла во 2 в. н. э. и использовала в качестве осн. канонич. сочинения трактат "Лао-цзы". Во 2 в. Чжан Дао-лин основал, по-видимому под воздействием буддизма, даосскую религ. орг-цию, при помощи к-рой во время восстания "Жёлтых повязок" (184) было создано повстанч. гос-во. В нач. 5 в. Коу Цянь-чжи разработал даосскую теологию и ритуал, что создало возможность провозглашения Д. гос. религией. Особым покровительством пользовался Д. в эпоху Тан, когда по императорскому указу были канонизированы Лао-цзы, Чжуан-цзы и др. даосские мыслители и по всей стране воздвигались даосские храмы. После 10 в. Д. утратил поддержку гос. власти и сохранился до сер. 20 в. гл. обр. как синкретич. народная религия, впитавшая в себя элементы конфуцианства и буддизма.

Осн. целью адептов Д. является достижение долголетия, для чего употребляется целый ряд методов, начиная со специ-фич. диеты и кончая различными физич. упражнениями. Даосские маги и враче-ватели, занимавшиеся поисками эликсира бессмертия, значительно способствовали развитию кит. алхимии.

Лит.: Ян Хин-шун, Древнекитайский философ Лао-цзы и его учение, М.- Л., 1950; Атеисты, материалисты, диалектики Древнего Китая, вступит. ст., пер. и комментарии Л. Д. Позднеевой, М., 1967; Рубин В. А., Человек в древнекитайской мысли, "Народы Азии и Африки", 1968, № 6; Fung Yu-lan, A history of Chinese philosophy, v. 1 - 2, Princeton, 1952 - 53; Masperо H., Melanges posthumes sur les religions et 1'histoire de la Chine, v. 2, P., 1950.

В. А. Рубин.



ДАПСАНГ, одно из местных названий главной вершины Каракорума - Чогори.

ДАПЭНВАНЬ, залив Южно-Китайского м., у юго-вост. берегов Китая (пров. Гуандун). Омывает с В. п-ов Цзюлун. Дл. ок. 22 км, шир. 10-18 км. Глуб. 12- 22 м. В зап. берег вдаются многочисл. бухты, хорошо защищённые от ветров и удобные для якорных стоянок мор. судов. Берега высокие и обрывистые. Много небольших островов. Приливы неправильные полусуточные (выс. до 3 м). Крупный город и порт -Цзюлун.

ДАРА (Dara) Гаврил (8.1.1826, Палаццо-Адриано, Сицилия, -19.11.1885, Агридженто, Сицилия), албанский поэт и обществ. деятель Италии. Принимал участие в движении карбонариев и Дж. Гарибальди. Позже в Риме руководил изданием левой газ. "Риформа" ("La riforma", 1871- 1874). В романтич. поэме "Последняя песнь Балы" (опубл. в 1887, отд. полн. изд. 1906) воспеваются подвиги сподвижников Г. Скандербега.

Соч.: Kenka e sprasme e Bales, Tirane, 1955.

Лит.: Historia e letersise shqipe, v. 1, Tirane, 1959. Т. Ф. Серкова.

Д'АРАГОНА (D'Aragona) Лудовико (23.5.1876, Чернуско-суль-Навильо,- 17.6.1961, Милан), деятель итальянского рабочего движения, правый социалист. В 1892 вступил в Итал. социалистич. партию (ИСП). В нач. 20 в.-один из организаторов итал. профсоюзов и забастовочной борьбы. Был секретарём палат труда в гг. Бреша, Павия, Генуя, Сампьерда-рена, секретарём-инспектором Всеобщей конфедерации труда (ВКТ). В 1918-25 ген. секретарь ВКТ. В период рево-люц. подъёма 1919-20 проводил соглашательскую политику. После установления фаш. диктатуры (1922) выступил за самороспуск ВКТ (осуществлён в янв. 1927). В 1946-51 входил в пр-во (мин. труда, транспорта, почт и коммуникаций). В 1946 избран в Учредит. собрание, в 1948-53 сенатор. Активно содействовал расколу ИСП (1947) и был одним из лидеров т. н. Социалистич. партии итал. трудящихся. В 1953 отошёл от по-литич. деятельности.



ДАРАЛАГЕЗСКИЙ ХРЕБЕТ, прежнее название Айоцдзорского хребта.

ДАРАСУН, посёлок гор. типа в Карымском р-не Читинской обл. РСФСР. Расположен на р. Ингода (басс. Амура).

Ж.-д. станция в 65 км к Ю.-В. от Читы. 10 тыс. жит. (1970). 3-д горного оборудования. В 65 км к Ю. от Д. находится курортный посёлок Курорт-Дарасун.




801.htm
ДЕБИТОР (лат. debitor - должник, обязанный), в гражд. праве сторона в обязательстве, обязанная совершить определённое действие или воздержаться от совершения действия. В качестве Д. могут выступать лишь лица, способные быть носителями гражд. прав и обязанностей, т. е. граждане и юридич. лица.

В двусторонних договорных обязательствах одно и то же лицо выступает и в качестве Д. и в качестве кредитора (напр., по договору поставки, поставщик является Д. в обязательстве передать товар и кредитором в обязательстве уплаты денег). В обязательствах на стороне Д. могут выступать неск. лиц (т. н. множественность Д.). В этом случае обязательство исполняется каждым Д. в своей доле, а при солидарной ответственности каждый из Д. должен исполнить обязательство в полном объёме (напр., при неделимости предмета обязательства, ГК РСФСР ст. 180, при совместной выдаче поручительства - ГК РСФСР ст. 204 и т. п.). Д., выполнивший обязательство в целом, имеет право обратного (регрес-сного) требования к остальным Д. См. также Ответственность гражданская, Регрессный иск. Э. Г. Полонский.

ДЕБИТОРСКАЯ ЗАДОЛЖЕННОСТЬ, сумма долгов, причитающихся предприятию, орг-ции или учреждению от юридич. или физич. лиц в итоге хоз. взаимоотношений с ними. Источником покрытия Д. з. являются отвлечённые из оборота собственные средства.

В условиях социалистич. экономики по характеру образования Д. з. подразделяется на задолженность, обусловленную нормальным процессом хоз. деятельности, и задолженность, связанную с нарушением финансово-сметной и расчёт-но-платёжной дисциплины, а также с нарушением социалистич. законности. К первой относятся авансы, выданные поставщикам по условиям договора (за газ, электроэнергию, услуги автотранспорта и связи, по закупке нек-рых материалов); неотоваренная часть плановых и предварит, платежей; задолженность подотчётных лиц (по выданным авансам) в пределах сроков, установленных для сдачи отчётов; задолженность съёмщиков жилых помещений по квартплате за последний месяц и т. п. Второй вид Д. з. охватывает долги по недостачам, растратам и хищениям; признанные ответчиками или присуждённые арбитражем претензии, вызванные несоответствием количества или качества товаров (или услуг) установленному ассортименту, и др. виды просроченной Д. з. По экономич. содержанию Д. з. являются: задолженность покупателей за отгруженные товары и сданные работы, не оплаченные в срок, а также за товары, документы по к-рым не переданы в банк на инкассо в обеспечение ссуд; превышение задолженности рабочих и служащих по ссудам, полученным на индивидуальное жилищное стр-во и на приобретение товаров в кредит, над банковскими ссудами, выданными на эти цели, и др. Суммы Д. з., по к-рым истекли сроки исковой давности, с разрешения руководителя предприятия или орг-ции списываются в убыток с сообщением об этом вышестоящему органу. Лица, виновные в пропуске сроков исковой давности, несут ответственность. И. Н. Гаскарова.

ДЁБЛИН (Doblin) Альфред (10.8.1878, Штеттин,-28.6.1957, Эммендинген), немецкий писатель. Представитель нем. экспрессионизма, Д. написал мистико-филос. роман "Три прыжка Ван Луна" (1915), ист. роман "Валленштейн" (1920), утопич. роман "Горы, моря и гиганты" (1924). Реалистич. тенденцию воплощает роман "Берлин, Александерплац" (1929, рус. пер. 1935). В 1933 Д. эмигрировал во Францию, затем в США. В предвоен. годы и позже Д. проповедовал идеи католицизма (трилогия "Амазонки", 1937-1948). В тетралогии "Ноябрь 1918" (1918-1950) Д. с христ. позиций пытался осветить события Ноябрьской революции в Германии. Вернувшись в Германию в 1945, Д. издавал лит.-филос. журнал католич. направления "Дас гольдене тор" ("Das goldene Tor"). В 1955 эмигрировал из Зап. Германии во Францию, выразив несогласие с реакц. политикой боннского пр-ва. Последний роман Д. "Гамлет, или Конец длинной ночи" (1956) проникнут антивоен. идеями (изд. только в ГДР).

Соч.: Hamlet, oder Die lange Nacht nimmt ein Ende, В., 1957; Pardon wird nicht gegeben, В., [1961]; Die Vertreibung der Gespenster, В., 1968 (библ. с. 546-48).

Лит.: Рубин В., Маленькие люди, "Иностранная литература", 1956, № 10; Schwimmer Н., Erlebnis und Gestal-tung der WirklichkeitbeiA. Doblin, [Miinch.], 1960; Peitz W., A. Doblin Bibliographic 1905 - 1966, Freiburg, 1968.

В. И. Стеженский.

ДЕБЛОКИРОВАНИЕ, боевые действия с целью освобождения блокированных (окружённых) войск или кораблей, торг, судов в портах, воен.-мор. базах, заливах и т. п. Боевые действия по Д. заключаются в прорыве блокады и ликвидации сил противника, осуществляющих блокаду. В авиации Д. означает ведение боевых действий, направленных против авиации противника, блокирующей окружённую группировку войск или к.-л. объект.

ДЕБОГОРИЙ-МОКРИЕВИЧ Владимир Карпович [12(24).5.1848, Чернигов,-2.11.1926, Чирпан, Болгария], русский революционер, народник. Из дворян. В 1866 поступил в Киевский ун-т, но не окончил его. Весной 1873 уехал в Швейцарию и в Цюрихе сблизился с бакуниста-ми. Осенью 1873 вернулся в Россию. В 1873-74 "ходил в народ" (Киевская и Подольская губернии). Принял участие в создании в Киеве "кружка бунтарей" и т. н. "Чтиринского заговора" 1877. В 1877-78 помогал в организации побега народников Я. В. Стефановича, Л. Г. Дейча и И. В. Бохановского из тюрьмы, распространял в Киеве прокламации. 11 февр. 1879 арестован и приговорён к каторжным работам в Сибири на 15 лет. В нояо. 1879 бежал с каторги, в мае 1881 уехал за границу. В Швейцарии в 1887-1889 участвовал в издании газеты "Самоуправление", в 1888-89- журнала "Свободная Россия". Оставил воспоминания.

Лит.: Итенберг Б. С., Движение революционного народничества, М., 1965; Волк С. С., Народная воля. 1879 - 1882, М.- Л., 1966.

ДЕБОЛЬСКИЙ Николай Григорьевич [16(28).11.1842, Петербург, - 26.2.1918, там же], русский философ-идеалист, переводчик на рус. яз. "Науки логики" Гегеля (ч. 1-2, 1916). Окончил Горный ин-т, преподавал метафизику, логику и психологию в Петерб. духовной академии (1882-87). Один из основателей филос. об-ва в Петербурге (1897).

Филос. эволюция Д. прошла три этапа: от материалистич. взглядов к позитивизму и затем от И. Канта к системе объективно-идеалистич. философии, созданной под сильным влиянием Гегеля. В гл. соч. "философия феноменального формализма" (в. 1-2, 1892-95) Д., в отличие от Гегеля, подчёркивает резкое различие между абс. духом (имеющим у Д. яркую теистич. окраску), к-рому доступно сущностное содержание бытия, и ограниченным умом человека, усваивающим лишь формальную сторону абс. духа, т. е. только явления. Т. о., Д. сочетает идеи гегельянства с принципом кантианского дуализма "вещей в себе" и феноменального мира.

Соч.: Философия будущего. Соображения о ее начале, предмете, методе и системе, СПБ, 1882; О высшем благе или о верховной цели нравственной деятельности, СПБ, 1886.

Лит.: Ланге Н. Н., философия феноменального формализма Н. Г. Дебольского. Ст. 1, "Журнал Министерства народного просвещения", 1900, 7-е десятилетие, ч. 328, апрель; История философии в СССР, т. 3, М., 1969 (см. именной указатель).

Б. Г. Сафронов.

ДЕБОРА, Девора (др.-евр.), по Библии, евр. пророчица и судья, объединившая др.-евр. племена и возглавившая завоевание ими Палестины. По данным биб-леистики, рассказ о Д. воспроизводит, очевидно, ист. факт сражения объединённого войска израильских племён с войском ханаанских царей. Этому сражению посвящена "Победная песнь Д."-древнейший памятник евр. былинного эпоса.

ДЕБОРД-ВАЛЬМОР (Desbordes-Valmore) Марселина (псевд.; наст, имя и фам.- Марселина Фелисите Жозефина Д е б о р д) (20.6.1786, Дуэ,-23.7.1859, Париж), французская поэтесса. В юности была комедийной актрисой, певицей. Кн. "Мария, элегии и романсы" (1819), "Элегии и новые стихи" (1825), "Слезы" (1833), "Бедные цветы" (1839), "Букеты и молитвы" (1843) принесли ей славу крупнейшей романтич. поэтессы 19 в. Осн. мотивы поэзии Д.-В.- неустроенность мира, скорбь неразделённой любви, поиски душевного покоя в евангельских заветах добра и милосердия.

А. М. Деборин.

Ю. Дебс.

Наивная простота и непосредственность образов, меланхолич. осенние пейзажи и напевность стиха привлекли к её лирике франц. композиторов. Писала романы, затрагивающие проблемы иск-ва, любви, семейного счастья: "Мастерская художника" (1833) и др.; сказки и повести для детей составили -"Книгу матерей и детей" (1840), сб. "Юные головы и юные сердца" (1855).

Соч.: Poesies completes, t. 1-2, P., 1931 - 32; в рус. пер.- [Стихи, в пер. М. Лозинского], в кн.: Французские стихи в пер. русских поэтов. М., 1969.

Лит.: Арагон Л., "Мастерская художника". М. Деборд-Вальмор - романистка, Собр. соч., т. 10, М., 1961; Цвейг С., М. Деборд-Вальмор, Собр. соч., т. 6, М., 1963; Sainte-Beuve Ch.-Aug., Madame Desbordes-Valmore, sa vie, sa correspondence, P., 1870; Moulin J., M. Desbordes-Valmore, P., 1959. С. И. Целиковский.

ДЕБОРИН (наст. фам.- Иоффе) Абрам Моисеевич [4(16).6.1881, м. Упино, ныне Шилальского р-на Литов. ССР,-8.3.1963, Москва], советский философ, акад. АН СССР (1929). Род. в мещанской семье. С 1903 социал-демократ, в 1907-1917 меньшевик. С 1928 чл. КПСС. Окончил филос. ф-т Бернского ун-та (1908). Начиная с 1905 вёл борьбу против махизма. С 1920 занимался науч.-редакторской и преподават. деятельностью. В 1926-30 ответств. редактор журн. "Под знаменем марксизма". С 1935 работал в АН СССР. В 20-х гг. выступал с критикой механицизма (см. "Механисты") в защиту материалистич. диалектики. В кон. 20 - нач. 30-х гг. Д. и его группа, руководившая журналом "Под знаменем марксизма", подверглась в ходе дискуссий критике за ошибки, проявившиеся в недооценке ленинского этапа марксистской философии, известном отрыве философии от практики, попытках сблизить диалектику Маркса с идеали-стич. диалектикой Гегеля. В постановлении ЦК ВКП(б) от 25 янв. 1931 о журнале "Под знаменем марксизма" отмечалось, что "...по ряду важнейших вопросов..." группа Д. занимала позиции "...меныне-виствующего идеализма" (см. "О партийной и советской печати". Сб. документов, 1954, с. 407). В 30-50-х гг. Д. написал ряд работ по истории социально-политич. учений нового времени и истории философии марксизма. Награждён 2 орденами, а также медалями.

Соч.: Гегель и диалектический материализм, в кн.: Гегель Г. В. Ф., Соч., т. 1, М.- Л., 1929; Диалектика и естествознание, 4 изд., М.- Л., 1930; Ленин и кризис новейшей физики, 2 изд., Л., 1930; Философия и марксизм. Сб. ст., 3 изд., М.- Л., 1930; Введение в философию Диалектического материализма, 6 изд., М.- Л., 1931; Карл Маркс и современность, М.- Л., 1933; Социально-политические учения нового и новейшего времени, т. 1, М., 1958; Ф