загляните на купон-скидку или справочники: окна kbe, окна veka, окна rehau, остекление балкона, остекление лоджии, изготовление окон, монтаж окон, остекление, производство окон, металлопластиковые окна, окна пвх, пластиковые окна, установка окон, стеклопакеты и евроокна.



ВСЁ О СТРОИТЕЛЬСТВЕ, ЖЕЛЕЗОБЕТОНЕ, БЕТОНЕ, АРХИТЕКТУРЕ И НЕ ТОЛЬКО...:
ОПРЕДЕЛЕНИЯ:

АСФАЛЬТИРОВАНИЕ, устройство асфальтобетонных покрытий на автомобильных дорогах, улицах, аэродромах и т. п. путём укладки и уплотнения асфальтобетонной смеси по предварительно подготовленному основанию. В зависимости от назначения покрытия асфальтобетонную смесь (асфальтобетон) укладывают в один или два слоя на основание из щебня, гравия (нежёсткое основание) или бетона (жёсткое основание). Нижний слой толщиной 4-5 см устраивают из крупно- или среднезерни-стой смеси с остаточной пористостью 5-10% ; верхний слой толщиной 3-4 см-из средне- или мелкозернистой смеси (остаточная пористость 3-5%). При тяжёлых нагрузках и интенсивном движении транспорта покрытия устраивают 3-4-слойными общей толщиной 12-15 см. АСФАЛЬТИРОВАНИЕ начинается с очистки основания от пыли и грязи механич. дорожными щётками и поливомоечными машинами, исправления неровностей основания, обработки его поверхности жидким битумом или битумной эмульсией. Асфальтобетонная смесь приготовляется в асфальтобетоно-смесителях на стационарных или полустационарных заводах (установках), доставляется на место автомобилями-самосвалами и загружается в приёмный бункер асфалътобетоноукладчика, к-рый укладывает, разравнивает и предварительно уплотняет смесь. Окончат. уплотнение осуществляется катками дорожными. .


КОММУНАЛЬНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО, отрасль строительства, занятая сооружением объектов, связанных с обслуживанием жителей городов, посёлков городского типа, районных сельских центров и населённых пунктов сельской местности. В числе этих объектов: системы водоснабжения и канализации с очистными сооружениями и сетями; сооружения городского электрического транспорта с путевым, энергетическим хозяйством, депо и ремонтными предприятиями; сети газоснабжения и теплоснабжения с распределительными пунктами, районными и квартальными котельными; электрические сети и устройства напряжением ниже 35 кв; гостиницы; городские гидротехнические сооружения; объекты внешнего благоустройства населённых мест, озеленения, дороги, мосты, путепроводы, ливнестоки; предприятия санитарной очистки, мусороперерабатывающие и др. Планомерное развитие КОММУНАЛЬНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА в СССР началось ещё в 1-й пятилетке и осуществлялось нарастающими темпами до начала Великой Отечеств, войны 1941-45. В годы 4-й пятилетки (1946-50) проводились работы по восстановлению объектов коммунального назначения, разрушенных во время нем.-фаш. оккупации. В последующие годы КОММУНАЛЬНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО велось высокими темпами в связи с бурным развитием промышленности, культуры, увеличением численности городов и посёлков городского типа .
ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО, теория и практика планировки и застройки городов (см. Город). ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО определяют социальный строй, уровень развития производственных сил, науки и культуры, природно-климатичие условия и национальные особенности страны. ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО охватывает сложный комплекс социально-экономических, строительно-технических, архитектурно-художественных, а также санитарно-гигиенических проблем. Общим для ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО досоциалистических формаций является большее или меньшее влияние на него частной собственности на землю и недвижимое имущество..
ЗЕЛЁНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО, составная часть современного градостроительства. Городские парки, сады, скверы, бульвары, загородные парки (лесопарки, лугопарки, гидропарки, исторические, этнографические, мемориальные), национальные парки, народные парки, тесно связанные с планировочной структурой города, являются необходимым элементом общегородского ландшафта. Они способствуют образованию благоприятной в санитарно-гигиеническом отношении среды, частично определяют функциональную организацию городских территорий, служат местами массового отдыха трудящихся и содействуют художественной выразительности архитектурых ансамблей. При разработке проектов садов и парков учитывают динамику роста деревьев, состояние и расцветку их крон в зависимости от времени года.

Главная страница
Поиск по сайту
Оглавление страниц

Объяснение слов: словарь, справочник, информация. Строительство, экономика, промышленность - все сферы жизни: от А до Г, от Г до П и от П до Я

внях. Показано, что ядра клеток ряда высших растений характеризуются муль-тикомпонентными молекулами ДНК. Выяснена роль ДНК и РНК в процессе деления и дифференцирования пластид, в накоплении хлорофилла.

Выявлены нек-рые пути химич. превращений фенольных веществ. Полученные факты значительно расширяют представления о механизмах усвоения растениями разных органич. веществ посредством корней, а также о метаболич. связях между циклическими и ациклич. соединениями. Исследования метаболизма ароматич. углеводородов обнаружили новые пути их превращения; выявлены новые источники биосинтеза фенолов в растениях. Изучение взаимодействия растения и органич. веществ атмосферы создаёт предпосылки для выяснения био-логич. основ создания сообществ растений и вместе с тем для разработки био-логич. метода очистки загрязнённого воздуха.

В Ин-те физиологии АН Груз. ССР осн. проблемой стало изучение физиологич., морфологич. и биохимич. основ памяти (И. С. Беритащвили, П. А. Кометиани). Выявлен ряд образований головного мозга, к-рым принадлежит особо важная роль в осуществлении краткосрочной памяти. И. С. Беритащвили составлена новая классификация различных видов памяти и дана оригинальная теория их происхождения. Созданы условия для автоматизации экспериментов моделирования физиологич. процессов.

Закончен осн. этап исследования действия радиации на сердечно-сосудистую систему живого организма. Начаты исследования патогенеза острейшей формы лучевой болезни, в частности изучения сдвигов в нервной системе.

Медицина. В Г. развиты важные отрасли мед. науки: история медицины (В. И. Котетишвили), морфология (А. Н. Натишвили), гигиена и микробиология (С. С. Амиреджиби, Г. Г. Элиава), фармацевтика (И. Г. Кутателадзе), терапия (С. С. Вирсаладзе, А. С. Аладашвили, М. Д. Цинамдзгвришвили), педиатрия (С. К. Гогитидзе), неврология и психиатрия (М. М. Асатиани, С. Н. Кипши-дзе), хирургия (Г. М. Мухадзе, Н. С. Ка-хиани, А. Г. Мачавариани), акушерство и гинекология (Г. Г. Гамбарашвили, И. Е. Тиканадзе) и др.

Актуальные проблемы медицины разрабатываются в мед. ин-те, ин-те усовершенствования врачей и 22 н.-и. ин-тах Г. На основании комплексного применения совр. методов исследования создана новая рабочая теория канцерогенеза о значении подавления процессов клеточной активности в возникновении опухолей; установлены формы актиномикоза человека и предложена их рациональная классификация, нашедшая общее признание; впервые показана возможность получения непатогенных штаммов микробов, что открывает широкие возможности в создании новых эффективных вакцин; раскрыты важные закономерности межней-рональных связей в головном мозге человека (В. К. Жгенти, А. Д. Зурабашвили, И. Я. Татишвили, Л. К. Шарашидзе). Изучено влияние на организм природ-но-леч. факторов курортов республики; исследованы местные ресурсы лекарств. растит. сырья; изготовлены новые леч. препараты; уточнены мн. вопросы этио-патогенеза, диагностики и лечения ряда внутр. заболеваний, в т. ч. эпилепсии (Ш. А. Микеладзе, П. М. Сараджишви-ли, В. М. Окуджава, П. Г. Гелбахиани). Проведена работа по внедрению в клинику сердечно-сосудистой хирургии ги-бернации, гипотермии и искусств. кровообращения; освоен метод замены поражённых сосудов протезами из синтетич. материала; предложен метод лечения каузальгии разволокнением нервных стволов; созданы оригинальные аппараты для сшивания сосудов, для облегчения родов; внедрены реставрирующие операции при поражениях органа слуха и суставов (К. Д. Эристави, А. П. Цулукидзе; Н. В. Антелава, Ленинская пр., 1961; К. П. Чиковани; С. Н. Хечинашвили, Ленинская пр., 1964; К. В. Чачава; О. Н. Гудушаури; М. Г. Ахалая).

Н.-и. ин-т физиологии и патологии женщины им. И. Ф. Жордания изучает причины и механизмы развития бесплодия, а также вопросы его лечения и профилактики.

С.-х. наука. Образована разветвлённая сеть н.-и. и др. учреждений. Большие работы выполнены по изучению почв Г., их генезиса, с.-х. использования и увеличения плодородия, разработке методов борьбы с различными видами эрозии почв (М. Н. Сабашвили, М. К. Дара-селиа). Создан комплекс агротехнич. мероприятий по культурам чая, цитрусовых, лавра и др. субтропич. культур. Разработаны новые методы предпоса-дочной обработки почвы как на склонах, так и на равнине. Большие успехи достигнуты в селекции и семеноводстве чая (К. Е. Бахтадзе); выведены и внедрены в произ-во новые ценные сорта; особого внимания заслуживают морозостойкие гибриды, предназначенные для сев. чайных р-нов. Изучены ботанич. и агробиологич. особенности, а также хоз. качества многих груз. сортов винограда. Разработаны новые способы формовки и нагрузки кустов виноградной лозы (С. М. Чолокашвили, М. А. Рамишвили, В. И. Канта-рия, М. А. Хомизурашвили). Развёрнута исследоват. работа по созданию морозостойких сортов цитрусовых; получены новые полиплоидные сорта. Создана (Ш. Я. Кереселидзе и др.) и внедрена в произ-во машина для выборочного сбора зелёного чайного листа ("Сакартвело", Ленинская пр., 1967); разработаны науч. основы защиты растении (Л. А. Кан-чавели). Достигнуты успехи в изучении проблем животноводства, мелиорации и гидротехники, механизации и электрификации с. х-ва и его экономики и орг-ции. Н. И. Мусхелишвили.

2. ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ



Общественная мысль Г. с древнейших времён до нач. 20 в. Зарождение философии в Г. относят к 3 в. Центром филос. мысли античного периода являлась колхидская школа; предполагают, что в ней преобладала аристотелевская философия. Во 2-й пол. 4 в. протекала деятельность приверженца стоицизма Ба-кури, испытавшего влияние Либания - идеолога античности и критика христианства. Начало феодализации Г. и признание христианства гос. религией вызвало к жизни новую ср.-век. идеологию. Одновременно в Г. распространяется манихейство. К 30-м гг. 5 в. относится деятельность манихейца Мобидана, сочинения к-рого были сожжены представителями груз. ортодоксального христианства. Выдающуюся роль в освоении и переработке античного филос. наследства сыграл Пётр Ивер (5 в.), учивший о добре как едином и высшем начале. Согласно мнению ряда учёных (Ш. Ну-цубидзе и др.), Иверу принадлежат сочинения, представляющие собой христ. переработку неоплатонизма, приписанные в древности Дионисию Ареопагиту (см. Ареопагитики). В 6 в. философы Д. Гареджели и А. Некресели стремились рационалистически обосновать ряд осн. положений христианства. Древнейшими дошедшими до нас памятниками, содержащими историч. сведения, являются произведения агиографич. церк. лит-ры (5-10 вв.).

С 6 в. в обществ. и филос. мысли Г. всё сильнее проявляются светские настроения, повышенный интерес к обществ. жизни. Ритор и политич. деятель Айэт усматривал основы взаимоотношения различных стран, народов и отд. людей в добродетели, фартази считал основой согласия и добрососедства между народами "единство взглядов". В обществ. мысли 6 - нач. 7 вв. проводятся аналогии между обществом и живым организмом.

Завоевание Г. арабами (сер. 7 в.) привело к усилению христ. религ. догматики и распространению эсхатологич. идей (см. Эсхатология). В 8-10 вв. наблюдается пробуждение обществ. мысли и оживление патриотич. настроений, к-рые отразились в творчестве писателей и мыслителей Иоанна Сабанисдзе, Георгия Мерчуле и др. Первым дошедшим до нас произведением светской историографии является "Летопись обращения Картли" (9 в.), включающая историч. хронику с 4 в. до н. э.

К 10-11 вв. относится произв. Евфи-мия Ивера "Мудрость Балавара", отразившее идеи ареопагитик. Предполагается, что Е. Ивер - автор греч. редакции этого соч.,- т. н. "Романа о Варлааме и Иоасафе", популярного на христ. Востоке и в странах Запада.

В 11 в. Ефрем Мцире - основоположник схоластики в Г.- своими переводами и комментариями способствовал популяризации античных филос. идей. В соч. Е. Мцире и др. представителей груз. афонской лит. школы излагаются исто-рич. факты, использованы фольклор, письменные и веществ. памятники, свидетельства очевидцев. Филос. мысль в Г. в дальнейшем развивалась по двум направлениям. Консервативное крыло было представлено А. Икалтоели (12 в.), стоявшим на позициях христ. догматики; прогрессивное - И. Петрици (11-12 вв.). Воззрения И. Петрици, сложившиеся под влиянием неоплатонизма, оказали благотворное воздействие на дальнейшее развитие груз. филос. мысли. В 12 в. протекала деятельность Ш. Руставели - крупнейшего представителя гуманизма в Г. В его поэме "Витязь в тигровой шкуре" нашли отражение идеалы ценности земного существования. В 11 - 12 вв. груз. историография выражала интересы центральной власти. В 12 в. создаётся сборник др.-груз. исторических сочинений "Картлис цховреба" ("История Грузии").

Длительное господство монголов, a затем персов и турок подорвало поли-тич. единство и экономич. мощь Г., затормозило развитие культуры. Её возрождение началось с 17 в. Крупные представители груз. филос. мысли 17- 18 вв.- С. Орбелиани и А. Багратиони. Орбелиани развивал идеи гуманизма, выступал сторонником просвещённого абсолютизма. Деятельность Багратиони относилась к области логики, метафизики, этики и физики.

В 1-й четв. 18 в. по инициативе царя Вахтанга VI создаётся "Комиссия учёных мужей", к-рая отредактировала сборник "Картлис цховреба" и довела историю Г. до 18 в. Выдающимся представителем груз. феод. историографии был Вахушти Багратиони, в сферу исследований к-рого вошли вопросы со-циально-политич. и экономич. истории, историч. географии, этнографии, хронологии, генеалогии, картографии. К 18 в. относится деятельность основоположника демократич. направления в груз. обществ. мысли Д. Гурамишвили.

После присоединения Г. к России груз. философия начала развиваться в тесной связи с русской филос. мыслью. Просветитель-материалист Д. Багратиони усматривал основу мира в движущейся материи. Его взгляды были развиты дальше С. Додашвили, провозгласившим гл. предметом философии - человека, а целью философии - исследование начал его разумной деятельности. С просветительских и идеа-листич. позиций в этот период выступили И. Багратиони, И. Хелашвили и др. В 50-х гг. 19 в. Г. Кикодзе пытался сочетать материалистич. и идеалистич. идеи, что предопределило непоследовательность и внутр. противоречивость его филос. построений.

Дальнейшее развитие получает груз. историография. Значит. заслуга в её развитии принадлежит академику Петерб. АН М. Броссе, автору капитальных исследований по истории Г. и в области вспомогат. дисциплин (историография, нумизматика, эпиграфика и др.). Броссе опубликовал в оригинале и во франц. переводе осн. источники по истории Г. ("Картлис цховреба" и др.). В сер. 19 в. П. Иоселиани исследовал историю груз. городов и древностей, С. Баратов (Бараташвили) попытался связать историю Г. со всемирной историей.

В 18 - сер. 19 вв. появляются экономич. сочинения, в к-рых встречаются положения, сходные с идеями физиократов и меркантилистов, освещаются вопросы внутр. торговли, ден. обращения, землевладения и землепользования, крепостного права, ремесла и домашней пром-сти, с. х-ва; проповедуется необходимость развития свободного предпринимательства, разделения труда, орг-ции гос. кредита, развития внеш. торговли как средства накопления денег (золота и серебра).

Важным периодом в развитии груз. философии были 60-е гг. 19 в., когда И. Г. Чавчавадзе, А. Р. Церетели, Н. Я. Николадзе, Г. Е. Церетели, К. Б. Лордкипанидзе и др. выступили с программой революц. демократизма и борьбы за ликвидацию нац. гнёта. В статьях И. Г. Чавчавадзе, Д. И. Кипиани и др. выдвигалась идея всеобщности труда как основы нового обществ. устройства. И. Г. Чавчавадзе материалистически решал осн. вопрос философии. С 90-х гг. 19 в. он стал серьёзно изучать марксизм. Идеи об объективности мира и способности человека адэкватно познать его отстаивали также Г. Е. Церетели, А. Р. Церетели и Н. Я. Николадзе. С кон. 60-х гг. Н. Я. Николадзе под влиянием Н. Г. Чернышевского становится защитником идей общинного социализма. Идеи утопич. социализма пропагандировали А. Н. Пурцеладзе, М. А. Кикодзе, Гр. И. Тархан-Моурави, Н. Инашвили и др. Взгляды Николадзе и Пурцеладзе способствовали возникновению мелкобурж. народнич. социализма в Г. Эта идеология, формировавшаяся с 70-х гг., первое время имела прогрессивное значение.

Широкое распространение в 80-х гг. получают социологич. идеи позитивистов; под влиянием передовой рус. и европ. науки распространяется естеств.-науч. материализм. Значит. роль в его развитии сыграл И. Р. Тархнишвили - ученик и последователь И. М. Сеченова. Против материалистич. направления выступали Гр. Р. Эристави, Г. Хела-дзе, П. И. Иоселиани, Гр. Мухран-Батони и др.

Со 2-й пол. 19 в. в связи с развитием в Г. капитализма появились оригинальные экономич. трактаты, посвящённые вопросам политич. экономии, статистики, кредита, финансов, торговли, пром-сти и с. х-ва, в к-рых пропагандировались идеи бурж. экономистов о преимуществах капиталистич. предпринимательства. С кон. 60-х гг. капиталистич. способ произ-ва подвергается критике как со стороны груз. народников, так и революц. демократов.

Во 2-й пол. 19 в. зарождается бурж. историография, исследуется "внутр. жизнь" страны и история народа. Развёртывается работа по источниковедению, историч. географии, груз. палеографии, археологии. Груз. шестидесятники, революц. демократы (И. Г. Чавчавадзе и др.) ставили вопрос о необходимости изучения роли народа в истории и социальной организации общества. Они собирали и обрабатывали груз. историч. источники, выявляли памятники материальной культуры и быта, выступали против колон. политики царизма, за укрепление связей с передовыми людьми России. В кон. 19 - нач. 20 вв. в собирании и изучении историч. древностей Г. важную роль сыграли М. Г. Джанашвили, Ф. Д. Жордания и Э. С. Такайшвили. Грузиноведение разрабатывалось также в Петерб. ун-те (Д. Чубинашвили, Ал. А. Цагарели, Н. Я. Марр). В развитии историографии и вспомогат. дисциплин в доре-волюц. период большую роль сыграл И. А. Джавахишвили.

Интенсивное развитие капиталистич. произ-ва в Г. в кон. 19 в. привело к формированию рабочего класса. Создавалась благоприятная почва для распространения марксизма. Ещё с кон. 60-х гг. 19 в. в груз. периодике всё чаще встречаются имена основоположников науч. коммунизма. В 1886 в журнале "Театри" в заметке о рус. издании 2-го тома "Капитала" говорилось, что К. Маркс является выдающимся знатоком политической экономии; экономическая наука и критика современного общественного строя достигли благодаря Марксу такой ступени, что пройдёт много времени, пока появится кто-либо, могущий с ним сравниться.

С 90-х гг. в трудах груз. марксистов начинают освещаться такие актуальные проблемы экономич. науки, как заработная плата, рабочее время, прибавочная стоимость, концентрация и централизация капитала, кризисы перепроизводства, фабричное законодательство, взаимоотношения города и деревни, пролетаризация крестьянства, профсоюзное движение и т. д. В борьбе с бурж. извращениями экономического учения Маркса закладываются основы марксистско-ленинской экономич. науки в Г.

Период развития обществ. мысли в Г. с кон. 19 в. до установления Сов. власти (1921) определяется борьбой революц. марксизма с различными враждебными ему направлениями. Активно пропагандировали идеи научного социализма в своих работах груз. марксисты В. 3. Кецхо-вели, Ф. И. Махарадзе, И. В. Сталин, А. Г. Цулукидзе, М. Г. Цхакая.



Развитие общественных наук после Октябрьской революции. Философия. С установлением в Г. Сов. власти (1921) были созданы условия для воспитания масс в духе марксистской идеологии. На груз. язык переводились осн. филос. труды К. Маркса и Ф. Энгельса, собрание сочинений В. И. Ленина. В статьях Ф. И. Махарадзе, К. К. Горде-ладзе, И. И. Вашакмадзе и др. защищались принципы марксистско-ленинской философии от попыток её ревизии. Особое внимание груз. философы уделяли разработке истории домарксистской философии и проблемам ленинского этапа марксистской философии. На кафедрах диалектич. и историч. материализма, истории философии и логики при ун-те, на кафедрах философии и марксизма-ленинизма в ряде ин-тов развернулась н.-и. работа и велась подготовка филос. кадров. В 1931 был создан Ин-т марксизма-ленинизма. На груз. языке был издан ряд монографий, а также уч. пособия по диалектич. и историч. материализму. В 1946 в Тбилиси создан Ин-т философии АН Груз. ССР, выпустивший многочисл. монографии и серии науч. трудов.

В нач. 20-х гг. Ш. И. Нуцубидзе выдвинул филос. систему алетологич. реализма, от к-рой он впоследствии отказался. Развернулась работа по истории античной, новой и совр. зарубежной философии (Ш. И. Нуцубидзе, Д. Н. Узнадзе, С. И. Данелиа, К. С. Бакрадзе, М. И. Гогиберидзе, С. Б. Церетели, Г. В. Тевзадзе, А. Ф. Бегиашвили, Т. А. Буачидзе и др.). Разрабатывались проблемы диалектич. и историч. материализма (А. А. Кутелия, С. А. Ларцу-лиани, П. И. Гуджабидзе, О. М. Баку-радзе, Г. С. Мачитадзе, Г. К. Цинцадзе, О. И. Джиоев, Б. И. Лутидзе, А. К. Ци-минтия и др.), диалектич., формальной и символич. логики (К. С. Бакрадзе, С. Б. Церетели, Г. М. Каландарашвили, 3. Н. Микеладзе, Г. А. Бачулашвили и др.), филос. вопросы естествознания и психологии (А. Т. Бочоришвили, А. Е. Шерозия, С. ТТТ. Авалиани и др.). Выпущены работы по социологии и филос. антропологии (К. Р. Мегрелидзе, А. Т. Бочоришвили, 3. М. Какабадзе, В. М. Квачахия, Э. И. Кодуа, О. Н. Табидзе, А. С. Вачеишвили и др.), по эстетике (Н. 3. Чавчавадзе, Л. Е. То-пуридзе, А. И. Тавадзе, Г. Н. Джибла-дзе, Ш. В. Габилая, Р. Н. Шенгелия и др.), по этике и научному атеизму (Г. Д. Банд-зеладзе, А. Н. Гелашвили, О. А. Габид-зашвили и др.), по истории груз. философии (Ш. И. Нуцубидзе, С. И. Хундадзе, Ш. В. Хидашели, В. А. Гагоидзе и др.). В. А. Гагоидзе, Ш. В. Хидашели.

Психология. К 20-м гг. относится разработка Д. Н. Узнадзе психо-логич. теории установки, к-рая принесла ему мировую известность и привела к созданию научной школы. Проблемы психологии разрабатываются в Ин-те психологии им. Д. Н. Узнадзе (осн. в 1941), на кафедрах психологии Тбилисского ун-та и др. вузов: общей (А. С. Прангишвили, 3. И. Ход-жава, Д. И. Рамишвили, Н. Л. Элиава, А. Г. Баиндурашвили, Н. Г. Адамашви-ли, К. Д. Мдивани, А. Т. Кинцурашвили и др.), генетической (Р. Г. Натадзе, В. Г. Норакидзе, Н. В. Чрелашвили, А. М. Авалишвили, Ф. С. Хундадзе и др.), педагогической (Б. И. Хачапуридзе, Ш. Н. Чхартишвили, А. Г. Мошава и др.), социальной и инженерной (Ш. А. Надирашвили, Г. Н. Кечхуашвили и др.), патологической (И. Т. Бжалава, М. К. Колбаия и др.).

Историческая наука. В 20-е гг. в Г. развернулась борьба за преодоление тенденций объективизма и вульгарного социологизма в историч. науке. Изучалось историч. и социально-политич. развитие Г. в 19 - нач. 20 вв., революц. движение (Ф. И. Махарадзе, Г. В. Хачапуридзе и др.), история обществ. мысли (С. И. Хундадзе). Публиковались капитальные труды И. А. Джавахи-швили по экономич. и политич. истории Г., палеографии, нумизматике, дипломатике, истории груз. права, источниковедению. В 30-х гг. С. Н. Джанашиа исследовал социально-экономич. структуру древнего общества Г., занимался вопросами смены родового строя классовым обществом, отличавшимся многоуклад-ностью, проблемой возникновения в античную эпоху рабовладельч. гос-в на терр. Г. Значит. вклад в исследование др. истории Г. внесли Г. В. Церетели (расшифровка и изучение армазской письменности), С. Н. Каухчишвили (публикация и комментирование сведений др.-греч. и византийских писателей о Г.) и др. Марксистское освещение генезиса феодализма дал С. Н. Джанашиа, а последующее развитие груз. феод. общества (11-18 вв.) - Н. А. Бердзенишвили. Изучались рус.-груз. отношения (М. А. Полиевктов, Н. А. Бердзенишвили, Я. 3. Цинцадзе), экономич. развитие Г. и города 19 в. (П. В. Гугушвили, Ш. К. Чхетиа, А. Г. Пирцхалайшвили); этнографич. проблемы населения Г. (Г. С. Читая, С. И. Макалатия и др.); публиковались важнейшие результаты археологич. раскопок (Г. К. Ниорадзе, Б. А. Куфтин). В нач. 40-х гг. издаётся учебник по истории Г. с древнейших времён до нач. 19 в. (ред. С. Н. Джанашиа).

В 50-60-х гг. вышли монографич. труды по мн. узловым проблемам истории Г. Опираясь на новые археологич. данные и изучение письм. источников, учёные Г. разработали осн. вопросы др. истории республики - этногенез, социально-политич. история (Г. А. Ме-ликишвили, Г. Ш. Гозалишвили), развитие гор. жизни и культурно-экономич. связи с внеш. миром (А. М. Апакидзе, М. П. Инадзе, Т. К. Микеладзе, Н. Ю. Ломоури, О. Д. Лордкипанидзе, Д. А. Хахутайшвили и др.); развернулись дальнейшие исследования по социально-экономич. истории феод. периода (Н. А. Бердзенишвили, В. Н. Габа-швили, ТТТ. А. Месхиа, М. К. Думбадзе, М. Д. Лордкипанидзе, К. Г. Григолия, Д. В. Гвритишвили, О. Н. Соселия, 3. В. Анчабадзе, Б. Р. Ломинадзе и др.), истории феод. культуры и обществ. мысли (В. Д. Дондуа, А. А. Рогава и др.). Созданы монографич. труды по истории Г. эпохи разложения феод. строя и развития капитализма - социально-политич. и экономич. истории страны в целом (П. В. Гугушвили, Ш. К. Чхетия, А. Я. Киквидзе), развития с. х-ва и агр. отношений (И. Г. Антелава, А. Я. Панц-хава, Г. А. Дзидзария, 3. Н. Ванеев, Г. А. Пурцеладзе, А. С. Бендианишви-ли, И. И. Утурашвили и др.), истории пром-сти, рабочего класса (Г. К. Бакрадзе, Н. М. Ткешелашвили, Г. Н. Мар-гиани, Н. А. Чахвашвили, А. И. Коч-лавашвили, Э. В. Хоштариа и др.), обществ. мысли и обществ.-политич. движения 19 в. (П. К. Ратиани, Антелава, Г. И. Мегрелишвили, Л. Е. Горги-ладзе, М. К. Гаприндашвили, 3. Л. Шве-лидзе и др.). Изучаются революц. движение, нац. и агр. вопросы в эпоху империализма, борьба трудящихся Г. за победу социалистич. революции (Г. В. Хачапуридзе, Я. Г. Хуцишвили, Н. Б. Махарадзе, А. Н. Сургуладзе, Г. А. Дзидзария, Т. В. Догузов, М. В. Це-рцвадзе, Э. Ахобадзе, И. И. Мирцху-лава, М. Г. Джиджейшвили, П. К. Цкви-тария и др.).

История социалистич. строительства в Г. исследуется по отд. этапам и осн. проблемам: период восстановления нар. х-ва 1921-25 (Ю. М. Качарава), индустриализация (А. И. Кочлавашви-ли), история сов. рабочего класса Г. (Н. И. Стуруа, М. В. Натмеладзе, С. Е. Шарикадзе, М. Я. Кантере), колх. строительства (Т. И. Жгенти), формирование груз. социалистич. нации (Г. В. Бре-гадзе), становление новых форм социалистич. труда (С. Д. Чхартишвили), сов. культура (Ц. П. Каландадзе, Д. Г. Май-сурадзе и др.), история Г. в период Великой Отечеств. войны (А. П. Иоселиани, М. И. Кочиашвили и др.). Вышли монографии по истории парт. орг-ции Г. (В. Г. Эсаиашвили, Г. К. Жвания, Л. И. Эбаноидзе, В. Н. Мерквиладзе, Н. И. Стуруа, И. Я. Мелкадзе и др.). Изданы "Очерки истории КП Грузии" (кн. 1-2, 1957-63), "Очерки истории Коммунистических организаций Закавказья" (т. 1, 1967), "Очерки истории Коммунистической партии Грузии"(1971).

Изучаются взаимоотношения Г. с Россией (Я. 3. Цинцадзе, Г. Г. Пайчадзе, Н. Т. Накашидзе, В. Г. Мачарадзе), с соседними народами Кавказа, Бл. Востока, европ. странами (3. В. Анчабадзе, В. Н. Габашвили. И. М. Табагуа) и др. Исследуются проблемы истории народов Бл. и Ср. Востока (Г. Меликишвили, В. Габашвили), их литературы и языков (Г. Церетели, С. Джикиа, Ю. Абуладзе, Д. Ко-бидзе, Т. Гамкрелидзе, К. Церетели, А. Лекиашвили и др.), проблемы истории и лит-ры Византии (С. Каухчишвили). Созданы монографич. исследования по этнографии Г. и Кавказа (В. В. Бардавелидзе, Р. Л. Харадзе, А. И. Робакидзе, М. К. Гегешидзе и др.), антропологии (М. Г. Абдушели-швили), груз. нумизматике (Д. Г. Капа-надзе и др.). Большая работа ведётся по археологич. изучению Г.- каменного века (А. И. Каландадзе, Н. 3. Бердзенишвили, Д. М. Тушабрамишвили и др.), эпохи энеолита и бронзы (Г. Ф. Гобед-жишвили, О. М. Джапаридзе, А. И. Джа-вахишвили, Т. Н. Чубинишвили, Д. Л. Ко-ридзе), античной эпохи (А. М. Апакидзе, Н. В. Хоштария, О. Д. Лордкипанидзе, Д. А. Хахутайшвили и др.), феод. периода (Г. А. Ломтатидзе, Л. А. Чи-лашвили, В. В. Джапаридзе и др.). Опубликованы источники по истории Г., как груз., так и греко-рим., арм., перс., тюркоязычные, европейские и т. д. Издано 3-томное уч. пособие на груз. яз. "История Грузии" (1958-62), издаются очерки истории Г. в 8 томах (т. 1 и 5, 1970), очерки истории Абхазии, Юго-Осетии. Вышли сборники документов по истории Г. феод. периода, 19 в., Революции 1905-07, о борьбе трудящихся Г. за установление и укрепление Сов. власти.

Разработка проблем нсторич. науки ведётся в АН Груз. ССР: Ин-те истории, археологии и этнографии им. И. А. Джава-хишвили, Ин-те востоковедения, в Музее Г. им. С. Джанашиа, Абхазском ин-те языка, лит-ры и истории им. Д. Н. Гулиа, Юго-осетинском н.-и. ин-те, в Батумском н.-и. ин-те и на историч. ф-те Тбилисского ун-та (на спец. кафедрах изучаются вопросы всеобщей истории - др. мира, ср.-век. истории, новой и новейшей истории). Э. В. Хоштариа.

Экономическая наука. В 1922 в Тбилисском ун-те создан социально-экономич. ф-т с 2 отделениями: экономики и права, а в 1933 - экономич. ф-т. В 1944 был организован Ин-т экономики АН Груз. ССР (ныне Ин-т экономики и права), его н.-и. работа направлена гл. обр. на изучение актуальных вопросов экономики Сов. Г., истории груз. экономич. мысли, истории нар. х-ва Г. и Закавказья, политич. экономии, социологии и проблем отраслевых экономик.

В 60-х гг. организованы Н.-и. ин-т экономики и планирования нар. х-ва при Госплане Г., Н.-и. ин-т экономики и организации с. х-ва при Мин-ве с. х-ва Г. В этих ин-тах, на экономич. ф-тах ун-та и с.-х. ин-та, на экономич. кафедрах др. вузов ведётся разнообразная н.-и. работа по политич. экономии, социологии, статистике, финанс. наукам, экономике пром-сти, с. х-ва, транспорта, торговли, стр-ва и т. д.

Учёные-экономисты особое внимание уделяют исследованию актуальных задач экономики и планирования нар. х-ва Г., изучают вопросы места и роли республики в общесоюзном разделении труда, проблемы повышения эффективности обществ. произ-ва в пром-сти и

с. х-ве, рационального размещения производит. сил, воспроизводства рабочей силы, использования трудовых ресурсов, повышения производительности труда, ценообразования, снижения себестоимости, хозрасчёта и рентабельности; анализируют и обобщают опыт проведения хоз. реформы; уделяют большое внимание актуальным вопросам экономики пром-сти, с. х-ва, транспорта, торговли, финансов, истории хоз. развития и эко-номич. мысли, критике совр. бурж. эко-номич. теорий (В. И. Абуладзе, И. С. Баджадзе, В. С. Бахтадзе, П. В. Гу-гушвили, А. Л. Гуния, И. Л. Джаши, А. И. Какабадзе, Л. А. Карбелашвили, М. К. Кахетелидзе, Г. И. Мегрелишви-ли, И. С. Микеладзе, А. Г. Нуцубидзе, А.Я. Панцхава, Н. С. Яшвили, В. Г. Чант-ладзе, Г. Д. Чануквадзе, Б. А. Хасиа и др.).

До 1925 выпускалась еженедельная экономич. газ. "Сакартвелос сахалхо меурнеоба". С 1925 стал издаваться ежемесячный журн. "Сакартвелос экономиста", к-рый выходил под разными назв. в 1926-41 и 1958-67; с апр. 1967 наз. "Сакартвелос сахалхо меурнеоба".

Юридическая наука. До Октябрьской революции учёные Г. (Н. Урбнели, Д. 3. Бакрадзе и др.) вели исследования гл. обр. по вопросам истории груз. права. За годы Советской власти выросли нац. кадры учёных; большая заслуга в подготовке этих кадров принадлежит Л. Н. Андроника-швили - крупному специалисту в области уголовного права. Среди работ советских учёных Г. видное место занимает монография И. А. Джавахи-швили "История грузинского права" (тт. 1-2, 1928-29). Сравнительно-историческое изучение законодат. памятников и юридич. документов, а также исследование отд. институтов груз. права проводят И. С. Долидзе, И. И. Сургуладзе, Д. Л. Пурцеладзе, А. К. Вачейшвили, Г. Н. Надарейшвили и др. Груз. учёными изданы монографии по проблемам уголовного права (Т. В. Церетели, А. К. Вачейшвили, Б. 3. Пурц-хванидзе, Б. В. Харазишвили, Г. Т. Ткешелиадзе, Т. Г. Шавгулидзе, В. Г. Макашвили); теории гос-ва и права, сов. гос. и адм. права (И. А. Сургуладзе, Г. А. Нанейшвили, Г. 3. Инцкирвели и др.); междунар. права (Г. Е. Жвания, Л. А. Алексидзе); гражд., трудового и колх. права (С. М. Джорбенадзе, Ш. Д. Чиквашвили, Д. С. Джомарджидзе), по гражданскому и уголовному процессам (Д. И. Полумордвинов, Т. А. Лилуашви-ли, А. Я. Палиашвили и др.). Изданы учебники по ряду научных юридич. дисциплин, рус.-груз. словарь "Юридическая терминология". Кадры юристов подготавливаются на юридич. ф-те Тбилисского ун-та. Осн. центрами н.-и. работы являются Ин-т экономики и права АН Груз. ССР и юридич. ф-т Тбилисского ун-та. Выходит юридич. журнал "Сабчота самартали".

3. НАУЧНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ

За годы Сов. власти в Г. создана разветвлённая сеть науч. учреждений. В 1940 насчитывалось 89 науч. учреждений (включая вузы), 3513 науч. работников, а в 1970-195 науч. учреждений (в т. ч. 136 н.-и. ин-тов и 18 вузов), в к-рых было занято св. 20 тыс. науч. работников, в т. ч. св. 980 докторов и 5860 кандидатов наук. Среди них 64 академика АН Груз. ССР (в т. ч. 5 академиков и 3 чл.-корр. АН СССР) и 47 чл.-корр. АН Груз. ССР.

Науч. центром республики является АН Груз. ССР, в составе к-рой (на 1971) 6 отделений, объединяющих 41 науч. учреждение (из них 32 н.-и. ин-та). АН Груз. ССР издаёт журналы: "Сообщения АН ГССР" (на груз. и на рус. языках). "Мацне" ("Вестник") - орган Отделения обществ. наук (на груз. и на рус. языках), "Мецниереба да техника" (на груз. яз.). В Г. имеется (1971) 53 науч. об-ва.

Лит.: Академия наук Груз. ССР к 50-летию Октября, Тб., 1968.



XIII. Печать, радиовещание, телевидение

Возникновение книгопечатания на груз. яз. относится к 1-й пол. 17 в. (первая груз. книга напечатана в Риме в 1629). Первые груз. типографии были открыты в Москве (1705), Тбилиси (1709), затем в Петербурге и др. городах. За период с 1629 по 1921 на груз. яз. издано ок. 6 тыс. книг общим тиражом 1,5 млн. экз.

Периодич. печать на груз. яз. появилась в нач. 19 в. Первая груз. газета "Сакартвелос газети" ("Газета Грузии") вышла в 1819 (с 1820 "Картули газети" - "Грузинская газета"). С 1828 начала издаваться официозная газ. "Тпилисис уцкебани" ("Тифлисские ведомости"), до 1832 редактировавшаяся С. Додашвили. В 1852-75 выходил журн. "Цискари" ("Заря"), в 1866-85 газ. "Дроеба" ("Время"). В 1877-85 издавался сначала журнал, а затем (в 1886-1906) газ. "Иверия" под ред. И. Г. Чавчавадзе. В кон. 19 в. были основаны журн. "Име-ди" ("Надежда") - орган народников, лит. и науч.-политич. газ. "Квали" ("Борозда"), детские и юношеские журн. "Джеджили" ("Нива"), "Накадули" ("Ручеёк") и др. В сентябре 1901 вышла первая нелегальная груз. газета ленин-ско-искровского направления - "Брд-зола" ("Борьба"), печатавшаяся в Баку в подпольной типографии "Нина". В 1903 она была объединена с газ. "Пролетарий" в единый орган Кавк. с.-д. орг-ций-"Пролетариатис брдзола" ("Борьба пролетариата"), к-рая издавалась на груз., арм. и рус. языках. Первая легальная большевистская газ. в Закавказье "Кавказский рабочий листок" вышла в ноябре 1905; в июне - июле 1906 выходила ежедневная большевистская газета "Ахали цховреба" ("Новая жизнь"); в ноябре 1906 - январе 1907 - легальная большевистская профсоюзная газета "Ахали дроеба" ("Новое время") и др. Всего в Г. в 1913 издавалось 105 периодич. изданий.

После установления Сов. власти в Г. издательское дело начало бурно развиваться. За 1921-69 издано св. 73,5 тыс. книг общим тиражом 363,4 млн. экз.

Крупнейшие груз. изд-ва: "Сабчота Сакартвело" ("Советская Грузия"), "Мецниереба" ("Наука"), "Ганатлеба" ("Просвещение"), "Накадули" ("Ручеёк"; выпускает детскую и юношескую лит-ру), "Мерани" (изд-во Союза писателей Груз. ССР). Книги печатаются на груз., рус., азерб., абх., осетинском яз., а также на иностр. языках. В 1970 изд-ва Г. выпустили 2211 книг и брошюр общим тиражом 15944 тыс. экз. В 1970 число журналов и др. периодических, а также продолжающихся изданий достигло 132 (годовой тираж 14 424 тыс. экз.). Издаются политич., научные, лит.-художеств., сатирич., детские, женские и др. журналы: на груз. яз. - "Сакартвелос комунисти" ("Коммунист Грузии", с 1930), "Мнато-би" ("Светоч", с 1924), "Дроша" ("Знамя", с 1951), "Нианги" ("Крокодил", с 1923), "Сакартвелос кали" ("Женщина Грузии", с 1957), "Сабчота хеловнеба" ("Советское искусство", с 1935), "Дила" ("Утро", с 1928), "Пионери" ("Пионер", с 1926) и др.; на рус. яз.- "Литературная Грузия" (с 1957) и др.

В республике выходят (1970) 142 издания газет, в т. ч. 12 республиканских, 7 газет авт. республик и областей, 9 городских, 66 районных, 33 низовых, 15 колхозных; общий годовой тираж всех газет 589 265 тыс. экз. Респ. газеты: на груз. яз.- "Комунисти" ("Коммунист", с 1920), "Соплис цховреба" ("Сельская жизнь", с I960), "Ахалгазр-да комунисти" ("Молодой коммунист", с 1925), "Норчи ленинели" ("Юный ленинец", с 1931), "Литературули Сакартвело" ("Литературная Грузия", с 1934), "Лело" (с 1934), "Сахалхо га-натлеба" ("Народное образование", с 1928); на рус. яз.- "Заря Востока" (с 1922), "Молодёжь Грузии" (с 1920); на азерб. яз.- "Совет Курчустаны" ("Советская Грузия", с 1922); на арм. яз. - "Советакан Врастай" ("Советская Грузия", с 1921). С 1936 работает Груз. телеграфное агентство (ГрузТАГ).

Регулярное радиовещание в Г. началось в 1927. В 1970 Респ. радиовещание вело передачи по 3 программам, на груз., азерб., рус. и арм. языках.

Телевизионные передачи ведутся с дек. 1956. С 1971 передачи осуществляются по 2 программам на груз. и рус. языках, ретранслируются также телепередачи из Москвы, 3 раза в неделю - передачи Цветного телевидения. Телецентр - в Тбилиси.

См. также соответствующие разделы в статьях Абхазская АССР, Аджарская АССР, Юго-Осетинская АО.

Ш. Е. Гагошидзе.



XIV. Литература Грузинский фольклор. Начиная с глубокой древности, в народе складывались песни, мифы, легенды, сказки, героич. сказания и поэмы, баллады, загадки, пословицы. У др.-греч. поэта Аполлония Родосского (3 в. до н. э.) встречаются упоминания о груз. Прометее - богоборце Амирани. Эпос "Амирани" дошёл до нас в многочисл. вариантах. К ср.-век. эпосу относится "Этериани" - поэма о любви царевича Абесалома к пастушке Этери. Поэмы "Истребление князей Аре-шидзе" и
"Песнь об Арсене" повествуют о крестьянах, восставших против помещиков и феодалов. Любовная лирика, героич. сказания и трудовые песни часто связывались с историч. лицами и явлениями.

Осн. темы груз. нар. поэзии 19 - нач. 20 вв. - нац.-освободит. и революц. движение, тягостная жизнь трудового народа и его борьба за светлое будущее. Мн. жанры груз. фольклора сохраняют своё художеств. значение и жизнеспособность в социалистич. обществе. Совр. груз. нар. творчество выражает чувства и мысли народа о победе Великой Окт. социалистич. революции (песни "Мы восстали", "Октябрь" и др.), социалистич. строительстве ("Песня под чонгури"), колх. жизни ("Песня колхозника", "Колхознице" и др.), культурной революции, дружбе народов, героизме сов. воинов в Великой Отечеств. войне. Художеств. образы груз. фольклора прочно вошли в лит-ру. Собирание и запись памятников нар. творчества восходят к 17 в. Систематич. изучение фольклора началось в 60-х гг. 19 в., особенно усилилось в годы Сов. власти. М.Чиковани.



Древняя литература. Древнейший уцелевший памятник груз. письменности - мозаичная надпись 1-й пол. 5 в., найденная в Палестине (близ Иерусалима). Церк.-религ. лит-pa на др.-груз. языке сохраняла господств. положение вплоть до конца 11 в. С 5 в. развивается самобытная агиографич. беллетристика: "Мученичество Шушаники" Якова Цур-тавели (5 в.), "Мученичество Евстафия Мцхетели" неизв. автора (6 в.), "Мученичество Або Тбилели" Иоанна Сабанисдзе (8 в.) и др. Своего расцвета агиографич. лит-pa достигла в 10 в. в творчестве Георгия Мерчулие, автора "Жития Григория Хандзтели" (951). В 10 в. богато представлены и др. виды церк.-религ. письменности: гимны, апокрифы, хомилии, экзегетикодогматич., аскетич., канонич. и др. тексты. В 11 -12 вв. развивается филос.-теологич. лит-pa. Культурным связям христ. Востока с Западом способствовала груз. лит. школа на Афоне (в Греции).

12 в.- период дальнейшего политич. укрепления груз. гос-ва - был и классич. периодом др.-груз. лит-ры. Появились богатырско-фантастич. рассказы ("Амиран-Дареджаниани"), романы ("Висрамиани"), хвалебные поэмы ("Абдул-Мессия" Шавтели, "Тамариани" Чахрухадзе). Развилась историографич. лит-pa. Вершиной груз. культуры этой эпохи явилась поэма Шота Руставели "Витязь в тигровой шкуре" - один из шедевров мировой лит-ры. Задолго до европ. Возрождения Руставели провозгласил великие идеи гуманизма, братства, равенства, любви и дружбы.

В 11-12 вв. на груз. яз. переводились лучшие памятники вост. и зап. лит-ры. Тяжесть монг.-тат. ига (13-14 вв.), опустошит. нашествия персов и турок (16-18 вв.), распад централизов. монархии и феод. раздоры привели к утрате гос. единства Г. В 16 в. в Вост. Г. наблюдаются признаки оживления культурной жизни. Патриотическая тема занимает в литературе особое место. Царь Кахети Теймураз I (1589- 1663), поэт-лирик, автор философских стихов ("Жалоба на жизнь", "Маджама" и др.), историко-патриотич. поэмы "Мученичество Кетеваны", обработал также несколько вост. сюжетов ("Лейлмеджну-ниани" и др.). Царю Арчилу II (1647- 1713) принадлежат стихи и поэмы ис-торико-нац. и дидактич. содержания ("Спор Теймураза с Руставели", "О нравах Грузии"), он осуждал увлечение нек-рых писателей перс. лит-рой, её вычурностью. Иосиф Тбилели (ум. 1688) в историч. поэме "Дидмоуравиани" изобразил трагич. судьбу Георгия Саакадзе, борца за объединение Г.

В 17-18 вв. осн. темой лит-ры становится борьба за освобождение страны от владычества иноземцев. В лит-ре этого периода особое место занимает выдающийся писатель и учёный-лексикограф Сулхан Саба Орбелиани - автор книги "О мудрости вымысла" (или "О мудрости лжи"), представляющей собой сборник дидактических притчей и басен и способствовавшей демократизации груз. лит. языка. Среди писателей 17-18 вв. выделяются Мамука Бараташвили - создатель нормативной поэтики, автор патриотических стихов, и Вахтанг VI, писавший элегич. стихи, переводчик на груз. яз. сб. басен "Калила и Димна". Выдающимися писателями 2-й пол. 18 в. были: Давид Гурамишвили - автор поэмы "Беды Грузии", проникнутой чувством пламенного патриотизма и ненавистью к угнетателям народа, и Виссарион Габашвили (Беси-ки) - тонкий мастер любовной лирики. В этот же период протекала деятельность поэта-ашуга Саят-Нова (1712-95), писавшего на груз., арм. и азерб. языках. На рубеже 18-19 вв. выступили Д. Туманишвили, Э. Эристави, Иоанн Багратиони и др. А.Барамидзе.



Литература 19 в. Присоединение Г. к России обеспечило мирное развитие страны. Однако великодержавная политика царизма, игнорирование нац. культуры вызывали всё большее возмущение груз. народа. Романтизм, ставший в 30 -40-х гг. господств. направлением в груз. лит-ре, ярко отразил эти обществ. настроения и противопоставил политике угнетения идеал нац. и личной свободы. Зачинателем груз. романтизма явился поэт А. Г. Чавчавадзе (1786 -1846), творчество к-рого пронизано идеей нац. свободы и социальной справедливости. Эту патриотич. и гуманистич. традицию продолжил Г. Д. Орбелиани (1804 -83) - блестящий представитель груз. романтизма. Вершина этого направления - творчество Н. М. Бараташвили (1817-45), органически связавшего в своей лирике идею свободы личности с идеей нац. освобождения ("Мерани", 1842). К роман-тич. направлению примыкали С. И. Раз-мадзе (1796 -1860), М. Б. Туманишвили (1818-75), А. В. Орбелиани (1802-69), В. В. Орбелиани (1812-90), Г. И. Рчеули-швили (1820 -77) и др. В формировании социально-политич. идей груз. романтиков значит. роль сыграл философ и обществ. деятель С. И. Додашвили (1805- 1836).

Со 2-й пол. 19 в. в груз. лит-ре начинает преобладать реализм, ярким представителем к-рого явился комедиограф Г. Д. Эристави (1811-64)-основоположник груз, театра, редактор и издатель первого лит.-обществ, журнала "Цискари" ("Заря", 1852). Гневным обвинением крепостничеству являлась повесть Д. Г. Чонкадзе (1830-60) "Сурамская крепость" (1859). Герой романа Л. П. Ар-дазиани (1815-70) "Соломон Исакич Меджгануашвили" (1861) - первый в грузинской литературе типичный образ буржуа.

Обществ. атмосфера 60-х гг. способствовала новому подъёму лит-ры. Груз. шестидесятники И. Г. Чавчавадзе, А. Р. Церетели, Н. Я. Николадзе, Г. Е. Церетели, К. Б. Лордкипанидзе, С. С. Месхи и др. отстаивали принципы материалистич. философии и эстетики, внедряли новый груз. лит. язык, освобождённый от нормативных законов ар-хаич. стиля старой лит-ры. Критич. реализм стал господствующим направлением. Центр. фигурой нац.-освободит. движения явился И. Г. Чавчавадзе (1837- 1907), автор классич. образцов груз, критич. реализма, отличавшихся высоким гражд. пафосом и непримиримостью к нац. и социальной несправедливости (поэмы "Видение", 1859, "Разбойник Како", 1860; повести "Человек ли он?", 1859-63, "Рассказ нищего", 1859- 1873; поэма "Отшельник", 1883; повесть "Отарова вдова", 1887). Крупнейшим представителем груз. реализма был также А. Р. Церетели (1840-1915), популярность лирич. шедевров к-рого ("Светлячок", 1871; "Рассвет", 1892; "Су-лико", 1895, и др.) вышла далеко за пределы Г. В романах Г. Е. Церетели (1842-1900), изображавших пореформенную Г., дана острая критика феод.-патриарх. строя. В 60-х гг. выступил Н. Я.

Николадзе (1843-1928) - прогрессивный публицист, лит. критик и обществ. деятель. К груз. шестидесятникам примыкали также романист, публицист и критик А. Н. Пурцеладзе (1839-1913) и редактор газеты "Дроеба" ("Время") публицист С. С. Месхи (1844-83).

В груз. лит. жизни 19 в. несколько обособлена фигура Р. Д. Эристави (1824- 1901), самобытное творчество к-рого проникнуто глубоким сочувствием к крестьянству. Идея "хождения в народ" увлекала таких писателей-народников 70-80-х гг., как Н. И. Ломоури (1852- 1915), Е. Р. Габашвили (1851 -1938), С. 3. Мгалоблишвили(1851 -1925), И. С. Давиташвили (1850-87).

В 80-х гг. в груз. лит-pу триумфально вошли А. М. Казбеги (1848-93) и Ва-жа Пшавела (1861 -1915). Проникнутые глубоким драматизмом повести Казбеги высокохудожественно запечатлели жизнь груз. горцев, их цельность и чистоту, способность к самопожертвованию, горячий патриотизм ("Элгуджа", 1881; "Отцеубийца", 1882; "Хевисбери Гоча", 1884).

В трагических судьбах героев поэм Важа Пшавела ("Змееед", 1901; "Гость и хозяин", 1893; "Алуда Кетелаури", 1888; "Бахтриони", 1892), в его лирике и прозе отразились филос. ц этич. проблемы современной ему действительности, имеющие общечеловеческое значение. В 80-х гг. заметно выросли груз. драматургия и театр, чему способствовало творчество Д. Г. Эристави (1847-90), А. А. Цагарели (1857-1902) и особенно блестящие переводы произв. У. Шекспира, выполненные И. Г. Мачабели (1854-98),- видным писателем и обществ, деятелем того времени. Г. Н. Абзианидзе.



Литература конца 19 - нач. 20 вв. С 90-х гг. 19 в. в обстановке подъёма пролет. революц. движения, распространения марксистского учения и возникновения первых с.-д. орг-ций центр. место в груз. лит-ре заняли проблемы классовой борьбы и социального переустройства жизни. Э. Ф. Ниношвили (1859 -94) создал правдивые картины эксплуатации деревенской бедноты ("Гогиа Уйшвили", "Палиастомское озеро" и др.), появления на селе кулачества и торгашеской буржуазии ("Симона"), морального разложения бурж. общества ("Кристинэ"). Д. С. Клдиашвили (1862-1931) в повестях, рассказах и комедиях показал экономич. обнищание и нравств. опустошённость дворянства, беспросветную жизнь крестьян ("Мачеха Самани-швили", "Невзгоды Камушадзе" и др.). В психологич. новеллах и этюдах Ш. 3. Арагвиспирели (1867 -1926) изобличал аморализм бурж. общества, придавленность человеческой личности. Этой же теме посвятил рассказы В. 3. Барнови (1856-1934) - автор историч. романов, получивших широкую известность ("Падение Армази", "Мученическая любовь", "Младшая Тамар", "Потухший огонь" и др.).

На рубеже двух столетий выделяются писатели: автор социальных романов А. Г. Эристави-Хоштария (1868-1951), Д. Ф. Мегрели (1867-1938), Лалиони (А. Мамулашвили, 1866-1918). И. И. Евдошвили (1873-1916) в сер. 90-х гг. первым в груз. поэзии обратился к жизни рабочего класса, нарисовал образ революционера-пролетария. После поражения первой рус. революции 1905- 1907 поэзия Евдошвили и его последователей из школы "демократических поэтов" - Н. А. Чхиквадзе (1883- 1920), Г. А. Кучишвили (1886-1947), В. А. Рухадзе (1874-1935), С. Э. Та-вадзе (1890-1960), X. И. Вардошвили (1895-1970) - проникается чувствами разочарованности и безнадёжности. Картины жестокой расправы с участниками революции нарисовал Ч. Б. Ломтатидзе (1878 - 1915). В годы реакции в груз. лит-ре распространились антиреалистич. течения, уводившие её от проблем социальной действительности.

В период 1-й мировой войны 1914-18 выступила группа поэтов-символистов "Голубые роги" (первый их альманах вышел в 1916), значительно обновившая грузинскую поэтическую культуру. В предреволюционные годы традиции реалистич. лит-ры продолжали: Ш. Н. Дадиани (1874-1959), автор пьес "В подземелье", "Когда они пировали", "Вчерашние" и др.; Н. М. Лордкипанидзе (1880-1944), в рассказах и новеллах правдиво изображавший историческое прошлое грузинского народа, жизнь и быт дореволюц. деревни; Л. М. Киачели (1884-1963), посвятивший роман "Тариэл Голуа" (1915) героич. борьбе груз. народа в период Революции 1905-07.

С реалистич. произведениями выступили детские писатели Ш. И. Мгвимели (1866-1933), Н. И. Накашидзе (1872- 1960), драматурги - И. К. Гедевани-швили (1872-1939), Т. М. Рамишвили (1875-1929) и П. А. Иретели (1876-1931). В годы реакции и меньшевистского режима в лит-ру вступило первое поколение пролет. поэтов: С. К. Эули (1890- 1965), Н. А. Зомлетели (1889-1938), И. Л. Вакели (р. 1900), И. Б. Лисашви-ли (р. 1897), П. С. Самсонидзе (1897- 1947) и др.



Советская литература. Ранний период формирования сов. лит-ры характеризовался резким размежеванием лит. сил, острой идеологич. борьбой. С первых дней победы социалистич. революции (1921) Г. В. Табидзе (1892-1959), выступивший ещё в 1908, Дадиани, Кучишвили и др. стали на путь сотрудничества с Сов. Властью. Широким потоком влились в лит-ру молодые силы. Находясь на разных идейно-эстетич. позициях, писатели объединялись в лит. орг-ции и группировки: "Голубые роги", крайне правые "Академическая группа" и "Ари-фиони"; Ассоциация пролет. писателей, группа футуристов-лефовцев - "Левизна". Во 2-й пол. 20-х гг. лучшие представители этих объединений примкнули к реалистич. иск-ву, осваивали тематику социалистич. действительности. Поэма "Революционная Грузия" (1931), лирич. циклы"Эпоха" (1930), "Пацифизм" (1930) Г. В. Табидзе прозвучали патриотич. гимном сов. отечеству. Образцы политич. лирики ("Рикша", 1927; "Марш ударных бригад", 1931; "Лайтурский комсомолец", 1931, и др.) создал А. А. Машашвили (А. Мирцхулава; 1903-71). Свежо и самобытно прозвучал голос К. Р. Каладзе (р. 1904).

Поэты-голубороговцы П. Д. Яшвили (1895-1937), Т. Ю. Табидзе (1895-1937), Г. Н. Леонидзе (1899-1966), В. И. Гаприндашвили (1889-1941), К. Г. Надирадзе (р. 1895), Ш. Н. Апхаидзе (1894- 1968), Р. М. Гветадзе (1897-1952), отходя от символизма, создали ряд ярких произв., отражающих сов. действительность. Отмеченные глубиной мысли и новаторством формы стихи С. И. Чи-ковани (1903-66) ("Ушгульский комсомол", 1929; "Вечер застаёт в Хахмати", 1930) показали глубокие сдвиги и обновление жизни сов. народа. Успешно выступили поэты, сформировавшиеся ещё до революции,- И. Г. Гришашвили (1889-1965), А. В. Абашели(1884-1954), С. И. Шаншиашвили (р. 1888), К. А. Чичинадзе (1891-1960). В лит-ру вошли поэты И. В. Абашидзе (р. 1909), А. К. Гомиашвили (р. 1911), Г. В. Кача-хидзе (р. 1907).

Романы "Юрий Боголюбский" (1926) Дадиани и "Санавардо" (1926) Д. К. Шен-гелая (р. 1896) свидетельствовали о возрождении прозы, жанра романа, почти заглохшего в предреволюц. груз. лит-ре. Появились романы М. С. Джавахишвили (1880-1937): "Квачи Квачантирадзе" (1926), "Джакос Хизнеби" (1924, рус. пер. "Обвал", 1925), повести "Белый воротничок", "Гиви Шадури". Роман Киачели "Кровь" (1927) и повесть Н. М. Лорд-кипанидзе "С тропинок на рельсы" (1926) написаны на историко-революц. темы. Роман "Пепел" (1932) С. Д.Клдиа-швили (р. 1893) - лучшее произв. в груз. лит-ре о 1-й мировой войне. Борьбу за новые человеческие отношения показал Гветадзе в романах "Тео" (1930) и "Чиакокона". Пьеса Дадиани "В самое сердце" (1928) положила начало груз. сов. комедиографии. Его же пьеса "Тетнульд" (1929) возрождала жанр трагедии в груз. драматургии. Появились историко-революц. драмы Шаншиашвили ("Эретские герои" и "Анзор", пост. 1928), комедия П. М. Какабадзе (р. 1895) "Кваркваре Тутабери" (пост. 1928), не сходящая со сцены груз. театров.

Больших идейно-творческих успехов достигла груз. лит-pa в 30-е гг. Были созданы циклы стихов Т. Ю. Табидзе "В Армении" и "Родина"; Яшвили показал жизнь обновлённой Колхиды и Сам-гори; вышли новые книги Леонидзе и С. И. Чиковани, поэма И. В. Абашидзе "Прощание с Цулукидзе", цикл стихов Гришашвили, посвящённый новому Тбилиси. О развитии эпич. поэзии свидетельствовали поэмы Мирцхулава ("Энгури"), Каладзе ("Учардиони", 1933), Г. Г. Абашидзе (р. 1914; "Весна в чёрном городе" и "Георгий шестой", 1942).

Первыми значит. произведениями о колх. деревне были романы "Заря Колхиды" (отд. изд. 1949) К. А. Лордкипа-нидзе (р. 1905) и "Гвади Бигва" (1938) Киачели. В романе "Похищение Луны" (1935) К. С. Гамсахурдиа (р. 1891) показал картины крушения старого мира, утверждения новой, социалистич. жизни.

Его роман "Десница великого мастера" (1939) о жизни Г. в 10-11 вв.- крупный вклад в сов. историч. романистику. Вслед за романом "Бата Кекия" (1933) Шенгелая опубликовал романы "Заря" (1940) и "Вдохновение" (отд. изд. 1949), повествующие о глубоких социальных сдвигах в 20 в. А. Н. Кутатели (р. 1897) в романе "Лицом к лицу" (кн. 1-4, 1933-43) отразил борьбу груз. народа за свержение меньшевистской диктатуры и установление Сов. власти в Г. Истории большевистских орг-ций Г. посвящены романы "Кецхо-вели" (1941) Лисашвили и "На берегу Лиахви" Б. И. Чхеидзе (р. 1901), повести Д. С. Сулиашвили (1884-1964). К числу крупнейших произв. груз. прозы 30-х гг. относится историч. роман Джавахишвили "Арсен из Марабды". Комедия Какабадзе "Свадьба в колхозе" (пост. 1938) и пьесы С. Д. Клдиашвили "Поколение героев" (1937), Вакели "Зависть" (1937), Г. Д. Баазова (1904-37) "Немые заговорили" (1931), В. И. Габескириа (1903- 1964) "Их повесть" (1943) в правдивых сценич. образах раскрывали духовный мир сов. человека. Эпизоды революц. борьбы груз. народа на заре 20 в. воссоздали в своих пьесах Дадиани ("Из искры", 1937) и Баазов ("Ицка Рижина-швили").

В годы Великой Отечеств. войны 1941 - 1945 написаны эпич. поэмы С. И. Чиковани "Песнь о Давиде Гурамишвили" (1944) и Г. Г. Абашидзе "Непобедимый Кавказ" (1944). Расцвела патриотич. лирика: стихи Г. В. Табидзе, Леонидзе, С. И. Чиковани, И. В. Абашидзе, Мирц-хулавы, Каладзе, Д. А. Гачечиладзе (р. 1902) и др. Появились историч. драмы Шаншиашвили "Герои Крцаниси" (пост. 1942) и Л. П. Готуа(р. 1905)"Ирак-лий II" и "Давид Строитель". Борьба сов. народа против нем.-фаш. захватчиков - тема пьес "Батальон идёт на Запад" (1941) и "Небо Москвы" Г. Д. Мдивани (р. 1905), "Гора дум" Г. И. Шатберашвили (1910-65), "Непобедимые" (1943) Готуа и др.

В послевоен. время в поэмах Леонидзе "Портохала" (изд. 1951) и "Бершоула" (1951), в циклах стихов И. В. Абашидзе "Песня жатвы" и "Цветёт Гурия" нарисованы типич. образы людей мирного созидат. труда. Лирич. циклы С. И. Чиковани "На польской дороге" и "Весна на Одере", Р. А. Маргиани (р. 1916) "Песни Коммунизма", И. Е. Нонешвили (р. 1918) "За мир" отражали стремление сов. людей к упрочению мира и дружбы между народами. Высокую оценку получили лирич. циклы Г. Г. Абашидзе "На южной границе" (1949) и "Ленин в Самгори" (1950).

Груз. поэзию обогатили стихи X. М. Беру лава (р. 1924), О. С. Челидзе (р. 1924), А. П. Шенгелия (р. 1914), М. С. Лебанидзе (р. 1922), Ш. 3. Ами-сулашвили (р. 1915), Т. А. Джангулашви-ли (р. 1923) и др. поэтов, вступивших в лит-ру в начале послевоен. периода. Великой Отечеств. войне посвящён роман Киачели "Человек гор" (1948) и повесть Шенгелая "Красный мак" (1949). К числу значит. произведений груз. драматургии послевоен. периода относятся пьесы И. О. Мосашвили (1896-1954)"Начальник станции" (1947), "Потопленные камни" (1949), "Его звезда" (1950) и "Путь в грядущее" (1953), лирич. комедия М. Г. Бараташвили (р. 1908) "Стрекоза" (1953), пьесы М. Н. Мревлишвили (р. 1904) "Очаг Ха-ратели" и "Николоз Бараташвили".

Ведущее место в грузинской лит-ре 50-60-х гг. принадлежит прозе, в к-рой преобладает тематика современности: роман Гамсахурдиа "Цветение лозы" (1956), романы А. И. Белиашвили (1903-61) "Перевал" (1956), "Рустави" (ч. 1-2, 1959-60) и "Швидкаца" (1960-61), цикл новелл К. А. Лордкипанидзе о Великой Отечеств. войне; социалистич. деревне посвящена первая книга его романа "Волшебный камень" (1955-56), а также романы Р. А. Джапаридзе (р. 1923) "Вдова солдата" (кн. 1-2, 1960) и Т. Г. Донжашвили (р. 1916) "На Алаза-ни" (1956). Историч. прошлое Г. отражено в тетралогии Гамсахурдиа "Давид Строитель" (кн. 1-4, 1946-58), в исто-рич. романах Г. Г. Абашидзе "Долгая ночь" и "Лашарела" (кн. 1, 1957), Белиашвили "Бесики" (1946), Готуа "Удел героев" (кн. 1-4, 1958-62). Правдивые образы современников нарисованы в романе В. Т1Т. Авалиани (р. 1914) "Новые горизонты", в книгах повестей и рассказов О. Р. Чхеидзе (р. 1920), Г. К. На-трошвили (р. 1910), Г. С. Чиковани (р. 1910), Мревлишвили, Шатберашвили, А. И. Ломидзе (р. 1907), М. В. Асатиани (1909-70). Романы прозаиков Н. В. Дум-бадзе (р. 1928; "Я, бабушка, Илико и Илларион", "Я вижу солнце", "Солнечная ночь", "Не бойся, мама!"), А. С. Сулакаури (р. 1927; "Золотая рыба"), О. Ш. Иоселиани (р. 1931; "Полдень" и "Кончилась зима"), Э. Л. Кипиани (р. 1924; "Красные облака") произв. Р. К. Инанишвили (р. 1926) заняли прочное место в груз. лит-ре.

Груз. поэзия конца 50-х и 60-х гг., освобождаясь от излишней помпезности, риторики и одописных тенденций 30- 40-х гг., глубже проникает в духовный мир сов. человека, многогранно отражает его чувства и мысли. Показательны книги стихов И. В. Абашидзе "Приближение" и особенно циклы "По следам Руставели" и "Палестина, Палестина", воссоздающие образ великого груз. поэта; последние поэтич. циклы Леонидзе и С. И. Чиковани, поэма Каладзе "Отец", книги Маргиани "Пробуждение", Ноне-швили "По всему миру", новые стихи Гачечиладзе, Гомиашвили и др. Наряду с мастерами старшего поколения активно работают поэты А. П. Каландадзе (р. 1924), М. И. Мачавариани (р. 1929), О. И. Чиладзе (р. 1933), Ш. Г. Нишниа-нидзе (р. 1929), Дж. А. Чарквиани (р. 1931), Ф. И. Халваши (р. 1925), М. Г. Квливидзе (р. 1925), В. С. Сула-беридзе (р. 1919), М. Ф. Поцхишвили (р. 1930), Н. В. Гурешидзе (р. 1927) и др.

Преодолевая отриц. влияние теории бесконфликтности, груз. драматурги создали ряд интересных пьес: М. Н. Мревлишвили "Лавина" (1956) и "Пламенный мечтатель" (1961), Бараташвили "Мое Квавилети", Г. Г. Абашидзе "Мать" и "Путешествие в три времени", М. В. Джапаридзе (1906-64) "Земляки" (1956), Вакели "Деловой человек", О. И. Чиджавадзе (р. 1909) "Крот" и "Счастливый неудачник". Появились историч. драмы Г. Н. Нахуцришвили (р. 1902) "Цицамури" и "Пиросмани", пьесы В. Л. Канделаки (р. 1918) и К. М. Буачидзе (р. 1914), Г. Л. Келба-киани (р. 1910) и др. Видное место в репертуаре груз. театров заняли пьесы Г. М. Хухашвили (р. 1926), А. И. Ге-цадзе (р. 1929), Иоселиани и др.

Популярностью пользуются произв., созданные для детей Накашидзе, Ма-риджан (М. М. Алексидзе, р. 1890), А. А. Хахуташвили (1888-1960), И. Л. Сихарулидзе (1889-1963), Л. И. Мегрелидзе (1883-1968), М. А. Мревлишвили (р. 1909), Р. К. Коркиа (р. 1894), Н. В. Чачава (р. 1901), А. С. Сулакаури (р. 1927) и др.

Капитальные труды по истории груз. лит-ры создали учёные-литературоведы К. С. Кекелидзе (1879-1962), С. Г. Ка-ухчишвили (р. 1895), П. И. Ингороква (р. 1893), С. И. Хундадзе (1860-1928), В. И. Котетишвили (1893-1937), Г. Д. Кикодзе (1886-1960), А. Г. Бара-мидзе (р. 1902), М. 3. Зандукели (1889- 1968), Г. Н. Абзианидзе (р. 1907), Л. Н. Асатиани (1900-55). Проблемы развития сов. лит-ры разрабатывают литературоведы и критики: Г. Н. Джиблад-зе (р. 1913), С. Е. Чилая (р. 1911), Ш. Д. Радиани (р. 1904), В. Д. Жгенти (р. 1903), Г. К. Натрошвили (р. 1910), Л. Г. Каландадзе (р. 1904), Д. Г. Бена-швили (р. 1910), И. В. Цулукидзе (р. 1899), Е. Д. Карелишвили (р. 1908), Г. И. Мерквиладзе (р. 1914), В. Н. Зам-бахидзе (р. 1902), Г. Г. Маргвелашвили (р. 1923), В. Г. Мачавариани (р. 1906), Г. Ш. Цицишвили (р. 1929), Г. Л. Асатиани (р. 1928), Г. Е. Гвердцители (р. 1930) и др.

За годы Сов. власти произв. груз. писателей переведены на языки мн. народов СССР и зарубежных стран. Полный перевод на рус. яз. "Витязя в тигровой шкуре" Руставели был сделан 5 раз: К. Д. Бальмонтом (частично опубл. в 1917, полностью в 1933), П. Петренко, Г. К. Цагарели, Ш. Нуцубидзе и Н. А. Заболоцким. Мн. груз. поэты прозвучали на рус. яз. в переводах Н. С. Тихонова, Б. Л. Пастернака, П. Г. Антокольского, А. А. Ахматовой, И. Л. Сельвинского, В. К. Звягинцевой, М. А. Светлова, А. П. Межирова, Е. А. Евтушенко, Б. А. Ахмадуллиной, Е. М. Винокурова и др.

Груз. языкознание зародилось на рубеже 19-20 вв. (А. Цагарели, Н. Марр, И. Джавахишвили). Осн. проблемы, разрабатываемые груз. языковедами: изучение структуры и истории картвельских языков, структуры горских кавк. языков и вопросов теории языкознания (А. Шанидзе, Г. Ахвледиа-ни, А. Чикобава и др.). Важнейшие центры языкознания Г.: Н.-и. ин-т языкознания АН Груз. ССР, соответств. кафедры Тбилисского ун-та, Абхазский ин-т языка, лит-ры и истории им. Д. Н. Гулиа АН Груз. ССР, кафедры пед. вузов Г. Лит.: Xаханов А., Очерки по истории грузинской словесности, в. 1-4, М., 1895 - 1906; Грузинские народные сказки, под ред. М. Чиковани, Тб., 1956; Сказания и легенды, Тб., .1963; Чиковани М., Народный грузинский эпос о Прикованном Амирани, М., 1966; Грузинский юмор, Тб., 1967; Кекелидзе К., Конспективный курс истории древнегрузинской литературы, Тб., 1939; его же, Памятники древнегрузинской агиографической литературы, Тб., 1956; Барамидзе А., Радиани Ш., Жгенти Б., История грузинской литературы, Тб., 1958; Кикодзе Г., Грузинские классики, Тб., 1942; Г-ольцев В., Грузинские писатели XIX века, М., 1948; Шадури В. .Декабристская литература и грузинская общественность, Тб., 1958; Николадзе А. К., Русско-грузинские литературные связи (19 в.), Тб., 1958; Гамезардашвили Д. М., Становление критического реализма в грузинской литературе, Тб., 1959; его же, Романтики и реалисты в грузинской литературе XIX века. Тб., 1963; Чилая

С., Очерки истории грузинской советской литературы, Тб., 1960; Маргвелашвили Г., Литературно-критические статьи, Тб., 1958; Асатиани Л. Н., Дружба братских литератур, Тб., 1958; Суровцев Ю.,О поэтах и поэзии. Сб. ст., Тб., 1962; Барамидзе А., Гамезардашвили Д.,

Грузинская литература, Тб. , 1968.

Б. Жгенти.


0723.htm
ГУМАНИЗМ (от лат. humanus - человеческий, человечный), исторически изменяющаяся система воззрений, признающая ценность человека как личности, его право на свободу, счастье, развитие и проявление своих способностей, считающая благо человека критерием оценки социальных институтов, а принципы равенства, справедливости, человечности желаемой нормой отношений между людьми.

Идеи Г. имеют длительную предысторию. Мотивы человечности, человеколюбия, мечты о счастье и справедливости можно обнаружить в произведениях устного нар. творчества, в литературе, нрав-ственно-филос. и религ. концепциях различных народов начиная с глубокой древности. Но система взглядов Г. впервые формируется в эпоху Возрождения. Г. выступил в это время как широкое течение обществ. мысли, охватившее философию, филологию, литературу, искусство и запечатлевшееся в сознании эпохи. Г. формировался в борьбе с феод. идеологией, религ. догматикой, духовной диктатурой церкви. Гуманисты, возродив к жизни множество лит. памятников классич. древности, использовали их для развития светской культуры и образованности. Они противопоставили богословско-схо-ластич. знанию знание светское, религ. аскетизму - наслаждение жизнью, уничижению человека - идеал свободной всесторонне развитой личности. В 14 - 15 вв. центром гуманистич. мысли была Италия (Ф. Петрарка, Дж. Боккаччо, Лоренцо Балла, Пико делла Мирандола, Леонардо да Винчи, Рафаэль, Микеланд-жело и др.), затем Г. распространяется и в др. европ. странах одновременно с движением Реформации. Многие великие мыслители и художники того времени внесли свой вклад в развитие Г.- М. Монтень, Ф. Рабле (Франция), У. Шекспир, Ф. Бэкон (Англия), Л. Ви-вес, М. Сервантес (Испания), У. Гуттен, А. Дюрер (Германия), Эразм Роттердамский и др. Г. эпохи Возрождения был одним из гл. выражений того переворота в культуре и мировоззрении, к-рый отражал начавшееся становление капитали-стич. отношений. Дальнейшее развитие идей Г. связано с обществ. мыслью периода бурж. революций (17-нач. 19 вв.). Идеологи нарождавшейся буржуазии разрабатывали идеи "естественных прав" человека, выдвигали в качестве критерия пригодности социального устройства его соответствие абстрактной "природе человека", пытались найти пути сочетания блага личности и обществ. интересов, опираясь на теорию "разумного эгоизма", правильно понятого личного интереса. Франц. просветители 18 в. - П. Гольбах, А. К. Гельвеции, Д. Дидро и др.- отчётливо связали Г. с материализмом и атеизмом. Ряд принципов Г. был разработан в немецкой классич. философии. И. Кант выдвинул идею вечного мира, сформулировал положение, выражающее сущность Г.,- человек может быть для другого человека только целью, но не средством. Правда, осуществление этих принципов было отнесено Кантом в неопределённое будущее.

Система гуманистич. воззрений, созданных в условиях поднимающегося капитализма, явилась великим завоеванием обществ. мысли. Вместе с тем она была внутренне противоречива и исторически ограничена, ибо опиралась на индивидуалистич. концепцию личности, на абстрактное понимание человека. Эта противоречивость абстрактного Г. отчётливо обнаружилась с утверждением капитализма - строя, где в прямую противоположность идеалам Г. человек превращается в средство производства капитала, подчиняется господству чуждых ему стихийных социальных сил и законов, капиталистич. разделения труда, к-рое уродует личность, делает её односторонней. Господство частной собственности и разделения труда порождает различные виды отчуждения человека. Это доказывает, что на основе частной собственности принципы Г. не могут стать нормами отношений между людьми. Критикуя частную собственность, Т. Мор, Т. Кампанелла, Морелли и Г. Мабли считали, что, лишь заменив её общно