загляните на купон-скидку или справочники: окна kbe, окна veka, окна rehau, остекление балкона, остекление лоджии, изготовление окон, монтаж окон, остекление, производство окон, металлопластиковые окна, окна пвх, пластиковые окна, установка окон, стеклопакеты и евроокна.



ВСЁ О СТРОИТЕЛЬСТВЕ, ЖЕЛЕЗОБЕТОНЕ, БЕТОНЕ, АРХИТЕКТУРЕ И НЕ ТОЛЬКО...:
ОПРЕДЕЛЕНИЯ:

АСФАЛЬТИРОВАНИЕ, устройство асфальтобетонных покрытий на автомобильных дорогах, улицах, аэродромах и т. п. путём укладки и уплотнения асфальтобетонной смеси по предварительно подготовленному основанию. В зависимости от назначения покрытия асфальтобетонную смесь (асфальтобетон) укладывают в один или два слоя на основание из щебня, гравия (нежёсткое основание) или бетона (жёсткое основание). Нижний слой толщиной 4-5 см устраивают из крупно- или среднезерни-стой смеси с остаточной пористостью 5-10% ; верхний слой толщиной 3-4 см-из средне- или мелкозернистой смеси (остаточная пористость 3-5%). При тяжёлых нагрузках и интенсивном движении транспорта покрытия устраивают 3-4-слойными общей толщиной 12-15 см. АСФАЛЬТИРОВАНИЕ начинается с очистки основания от пыли и грязи механич. дорожными щётками и поливомоечными машинами, исправления неровностей основания, обработки его поверхности жидким битумом или битумной эмульсией. Асфальтобетонная смесь приготовляется в асфальтобетоно-смесителях на стационарных или полустационарных заводах (установках), доставляется на место автомобилями-самосвалами и загружается в приёмный бункер асфалътобетоноукладчика, к-рый укладывает, разравнивает и предварительно уплотняет смесь. Окончат. уплотнение осуществляется катками дорожными. .


КОММУНАЛЬНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО, отрасль строительства, занятая сооружением объектов, связанных с обслуживанием жителей городов, посёлков городского типа, районных сельских центров и населённых пунктов сельской местности. В числе этих объектов: системы водоснабжения и канализации с очистными сооружениями и сетями; сооружения городского электрического транспорта с путевым, энергетическим хозяйством, депо и ремонтными предприятиями; сети газоснабжения и теплоснабжения с распределительными пунктами, районными и квартальными котельными; электрические сети и устройства напряжением ниже 35 кв; гостиницы; городские гидротехнические сооружения; объекты внешнего благоустройства населённых мест, озеленения, дороги, мосты, путепроводы, ливнестоки; предприятия санитарной очистки, мусороперерабатывающие и др. Планомерное развитие КОММУНАЛЬНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА в СССР началось ещё в 1-й пятилетке и осуществлялось нарастающими темпами до начала Великой Отечеств, войны 1941-45. В годы 4-й пятилетки (1946-50) проводились работы по восстановлению объектов коммунального назначения, разрушенных во время нем.-фаш. оккупации. В последующие годы КОММУНАЛЬНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО велось высокими темпами в связи с бурным развитием промышленности, культуры, увеличением численности городов и посёлков городского типа .
ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО, теория и практика планировки и застройки городов (см. Город). ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО определяют социальный строй, уровень развития производственных сил, науки и культуры, природно-климатичие условия и национальные особенности страны. ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО охватывает сложный комплекс социально-экономических, строительно-технических, архитектурно-художественных, а также санитарно-гигиенических проблем. Общим для ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО досоциалистических формаций является большее или меньшее влияние на него частной собственности на землю и недвижимое имущество..
ЗЕЛЁНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО, составная часть современного градостроительства. Городские парки, сады, скверы, бульвары, загородные парки (лесопарки, лугопарки, гидропарки, исторические, этнографические, мемориальные), национальные парки, народные парки, тесно связанные с планировочной структурой города, являются необходимым элементом общегородского ландшафта. Они способствуют образованию благоприятной в санитарно-гигиеническом отношении среды, частично определяют функциональную организацию городских территорий, служат местами массового отдыха трудящихся и содействуют художественной выразительности архитектурых ансамблей. При разработке проектов садов и парков учитывают динамику роста деревьев, состояние и расцветку их крон в зависимости от времени года.

Главная страница
Поиск по сайту
Оглавление страниц

Объяснение слов: словарь, справочник, информация. Строительство, экономика, промышленность - все сферы жизни: от А до Г, от Г до П и от П до Я

основе практики проф. врачей-асклепиадов в 5 в. оформились также мед. школы: т. н. книдская (с центром в Книде, М. Азия) и т. н. кос-ская (с центром на о. Кос). Крупнейшим представителем косской школы был Гиппократ, обобщивший практич. опыт лечения больных, разработавший методы установления диагноза и составивший описания (и методы лечения) многих болезней. В 4 в. происходило дальнейшее развитие науч. знаний, особенно в области естествознания и математики. Успехи в области математики принадлежали гл. обр. учёным, вышедшим из Академии Платона, к-рый считал, что математич. объекты стоят между видимыми вещами и идеями, а математич. мышление подготавливает к восприятию идей. Евдоксом Книд-ским была создана новая теория несоизмеримых величин. Завершил и обобщил большинство науч. знаний классич. эпохи Аристотель. Он построил систему всех известных в то время наук и предложил

их классификацию, заложил первые начала зоологии, ботаники, элементов биологии. Его ученик Теофраст продолжал развивать ботанику и заложил основы минералогии. Биологич. труды Аристотеля ("История животных", "О частях животных", "О возникновении животных") сыграли огромную роль в истории науки.

Со времени эллинизма произошло постепенное отделение естеств. наук от философии. Астрономия и связанные с ней математика и механика стали предметом точного и систематич. исследования (Евклид, Архимед, Аполлоний Пергский, Диофант Александрийский, Аристарх Самосский, Гиппарх, Птолемей, Герон Александрийский и др.). Значит. успехи были достигнуты в области медицины и ботаники (Герофил Халкедонский, Эрасистрат из Иулиса). Подробнее о развитии естеств.-науч. взглядов в период эллинизма см. в ст. Эллинистическая культура.

География. Древнейшими геогр. соч. были периплы и периэгесы (описания плаваний и сухопутных путешествий от пункта до пункта, с указанием расстояний между ними), изложенные в стихотворной форме для облегчения запоминания их наизусть. По типу этих путеводителей строились также описания путешествий богов и героев, о к-рых сообщают мифы и эпич. поэмы. Гомеровский эпос наряду со сказочными подробностями морских путешествий содержит перечень прибрежных ахейских поселений, описания реальных местностей (как, напр., описание о. Крит) или полулегендарных (Схерии, Тринакии и др.), для которых ещё в древности были подысканы прототипы. Вопрос о реальных границах гомеровских геогр. представлений решается на основании упоминаний эпоса об этиопийцах, отождествляемых с негрскими племенами Африки, о пигмеях, локализуемых то в Африке, то в Индии, о киммерийцах, гиппемолгах, галактофагах и абиях, т. е. скифах. По мнению древ-неионийских географов (7-6 вв. до н. э.), Земля представляла собой плоский цилиндр, плавающий в Мировом океане. Плоская вершина этого цилиндра не вся обитаема, из неё выделяется ойкумена (обитаемая часть земли с центром в Элладе), древнейшую карту к-рой представил Анаксимандр (кон. 7-6 вв.). Помещая в центре своей карты Средиземное м., он разделил ойкумену на две равные части - Европу и Азию. Границей материков служила р. Фасис, а несколько позднее р. Танаис, под именем к-рой были объединены Дон и великие среднеазиатские реки. У Гекатея Милетского (на рубеже 6-5 вв.) появляется третья часть света - Ливия (Африка); граница её проходит по р. Нил. Реки Истр (Дунай) и Нил предполагались у Гекатея текущими параллельно в широтном направлении, первая - через Европу, вторая -через Ливию, обе от берегов Атлантики. Упоминаемые Геродотом (5 в.) полусЬантастич. рассказ о плавании финикийцев вокруг Ливии (Африки) на рубеже 7-6 вв., так же как и рассказ о плавании Скилака из Карианды (кон. 6 - 5 вв.) по р. Инд и Индийскому ок. (Эри-трейскому м.) в Красное м., свидетельствуют о расширении геогр. горизонтов у греков, происшедшем в значит. мере во время колонизации, распространившейся по всему Средиземноморью - от берегов Сирии до Киренаики и Испании.

Хотя представление о шарообразности Земли возникло уже в 6 в. у пифагорейцев. Анаксагор (5 в.) предполагал форму Земли цилиндрической, но лишь немного позднее Аристотель (4 в.) говорил уже об измерениях длины земного меридиана, величину к-рой Дикеарх (на рубеже 4-3 вв.) определил равной 300000 стадий, а в кон. 3 в. Эратосфен в результате очень точного измерения укоротил её до 252 000 стадий (39 690 км против действительной длины 40 007 км).

Если на рубеже 6-5 вв. известная ойку-мена простиралась в долготном направлении от Гибралтара до Индии, то сев. и юж. пространства были известны очень мало. Ещё и в 3 в. сев. оконечностью ойкумены считался фантастич. о. Туле, помещаемый к С. от Альбиона (Англия) у Полярного круга. Дальше этого острова, по сообщению Питеаса из Массилии, будто бы плававшего к нему в 4 в. до н. э., проникнуть было невозможно "из-за полного смешения стихий". Наиболее же южной точкой ойкумены и при Страбоне (1 в. до н. э.-1 в. н. э.) считалась юж. оконечность Красного м.- мыс Ноту керас (Южный рог), отождествляемый с мысом Гвардафуй, при выходе из Аденского зал.

Питеас из Массилии определял широту географически изученных им пунктов относит. продолжительностью дня в период летнего солнцестояния. Этот широко принятый позднее способ геогр. ориентации посредством измерения высоты Солнца позволил Эратосфену (на рубеже 3 - 2 вв. до н. э.) провести через определённые пункты неск. долготных и меридиональных линий, а Гиппарху (2 в. до н. э.) разделить земной шар на 360 градусов, приняв за длину одного градуса 700 стадий и назвав эту величину "климатом". Позднее этим расчётом воспользовались Марин Тирский (сирийский географ 1-2 вв. н. э.) и Птолемей (2 в. н. э.), нанёсшие на градусную сетку все известные им геогр. объекты.

Интенсивная воен. экспансия и развитие торг. связей ранней Римской империи способствовали тому, что на карте Птолемея стало возможно показать очертания Британии и о. Иерна (Ирландия), Аги-симбы (в Африке, к Ю. от оз. Чад), о. Тапробана (Цейлон) в Индийском ок., а также племена серов и синов (китайцев) на В. "География" Птолемея является вершиной древних познаний в области географии. Последние же века рим. истории привели скорее к сужению и затемнению геогр. представлений и к упадку географии как науки.



Историческая наука. Первыми сочинениями исторического содержания были труды ионийских логографов, из числа к-рых наиболее известен Гекатей Милетский (рубеж 6-5 вв. до н. э.), автор "Землеописания" и "Генеалогии". В своих трудах логографы использовали разного рода хронологич. и хроникальные записи (списки царей, архонтов в Спарте, Сикионе, Афинах, списки победителей на Олимпийских играх, ведшиеся с 776 до н. э.). К числу логографов нередко относят Геродота - автора знаменитого ист. соч. "История", содержащего в связи с изложением событий греко-персидских войн весьма обширный мифо-генеалоги-ческий, историке-этнографический и исто-рико-бытовой материал. Событиям Пелопоннесской войны посвящена "История" Фукидида (5-4 вв.). Хотя Фукидид пишет прежде всего воен. историю, его отличает большое внимание к вопросам социально-политич. борьбы. Выясняя происхождение того или иного ист. явления, Фукидид обращает особое внимание на причины и поводы событий. В его "Истории" даются обстоятельные описания гражд. конфликтов, столкновений демократич. и олигархич. группировок. В целом его изложение отличается высокой степенью объективности. Гл. задачу историка Фукидид видит в "отыскании истины", а методы, к-рыми он пользуется, делают его в значит. степени предшественником совр. историч. науки. В отличие от Геродота, Фукидид придаёт большое значение критич. проверке сообщений, к-рыми историк располагает для изложения своей темы. Попытки продолжения трудов Геродота и Фукидида производились неоднократно на протяжении 4 в. до н. э.: Ктесием (рубеж 5-4 вв.), сочинения к-poro посвящены перс. и инд. истории и географии. Сохранившиеся преим. в эксцерптах Фотия (9 в. н. э.), они содержали много сказочного материала, почти без каких-либо попыток его рационального переосмысления; Ксенофонтом (кон. 5-4 вв.), в "Греческой истории" к-рого, охватывающей период от 411 до 362, описываются преим. воен. события с лаконофильских позиций. Его соч. "Анабасис" является первоклассным образцом воен.-геогр. мемуаров; Эфором (4 в.), написавшим историю Г. от "возвращения Гераклидов" до 340. Этот труд представляет собой первую попытку целостного изложения значит. периода истории Г. и связанных с ней стран. К числу древнейших образцов сочинений по "всеобщей" истории относятся также труды Тимея (4-3 вв.). Известные лишь во фрагментах, они посвящены истории зап.-средиземноморских стран (в первую очередь Сицилии, Италии и Карфагена) и написаны на основании большого фактич. историкоэтнографич. материала. Конкретные сведения о гос. устройстве греч. полисов 4 в. содержатся в сочинениях философов (трактатах "Государство" и "Законы" Платона и "Афинской политии" Аристотеля). "Всеобщую" историю Греции, Македонии, М. Азии, Сирии, Египта, Карфагена и Рима в их взаимной связи на протяжении 220-146 изложил автор "Истории" (в 40 кн.) Полибий (2 в.). Сам Полибий назвал свою "Историю" прагматической, понимая под этим изложение в первую очередь событий по-литич. и воен. истории. Но гл. задачей историка Полибий считал не описание, а объяснение событий, выяснение причинности явлений и их взаимосвязи. Продолжением труда Полибия является "История" (в 52 кн.) Посидония, охватывавшая события от 146 до 80-х гг. 1 в. до н. э. Греч. историография продолжала развиваться и в период рим. господства. Одним из представителей её был Диодор Сицилийский (1 в. до н. э.), изложивший в работе "Историческая библиотека" (в 40 кн.) историю ойкумены с древнейших времён до 58 до н. э. Из числа писавших по-гречески историков рим. времени следует отметить также Дионисия Галикарнасского (1 в. до н. э.), Плутарха (1-2 вв. н. э.), Арриана (2 в.), Павсания (2 в.) и пиона Кассия (2-3 вв.). Подробнее о сочинениях греч. историков времени Римской империи см. в разделе Историческая наука в ст. Рим Древний.



Литература. Др.-греч. литература - древнейшая из литератур Европы - возникла на основе фольклора греч. народностей. Возникновение лит-ры (8 - 7 вв. до н. э.) связано с распадом родовых связей внутри полисной общины и повышением личного самосознания индивида, к-рое ещё не переходит в обособление от коллектива. На основе эпич. песен о ро-доплеменных героях и ист. событиях прошлого в Ионии создаются большие эпич. поэмы "Илиада" и "Одиссея",приписывавшиеся слепому певцу Гомеру. Сюжеты обеих поэм относятся к сказаниям о Троянской войне, но реальная история переплетена здесь с более ранними мифами. В "Илиаде" сконцентрирован преим. военно-героич. материал сказаний, в "Одиссее" - бытовой и сказочный. Гомеровский эпос соединяет стихийный реализм с гуманным мировоззрением, прославлением героич. сил человека. Пользуясь материалом дидактич. фольклора - перечнями, генеалогиями, афоризмами, Гесиод (8-7 вв.) дал картину происхождения мира и богов (в "Теогонии"), свод морально-хоз. и религ. наставлений с позиции земледельца, притесняемого царями (в "Трудах и днях").

В 7-6 вв. значит. роль в лит-ре начала играть лирика, отражавшая рост самосознания личности, но чувства и настроения индивида чаще всего сочетались с религ.-нравств. учительством. В Ионии при этом сложились два лирич. жанра: наставит. элегия (исполнялась под звуки флейты) с военно-политич., нравоучит. и любовной тематикой (Каллин, Архилох, Мимнерм, в материковой Г.- Тиртей, Солон, Феогнид и др.) и насмешливый бичующий ямб (Архилох, Симонид, Гип-понакт). Поэты о. Лесбос разрабатывали сольные песни под звуки лиры (монодич. лирика). У Алкея (нач. 6 в.) мотивы неспокойной жизни политич. борца и эмигранта принимают форму традиционной для мужского содружества застольной песни; Сапфо культивировала поэзию женского содружества с преобладанием любовной и свадебной тематики. По их стопам иониец Анакреонт (6-5 вв.) создал лирич. миниатюры гл. обр. на застольные и любовные сюжеты. Развивалась торжественная хоровая лирика, поэзия гимнов. Из представителей хоровой лирики наибольшей известностью пользовались Алкман, Стесихор, Арион, Ивик, Симонид, Бакхилид, Пиндар.

В 6 в. в Ионии зародилась философская и повествовательная проза. Возник новый тип фольклорного рассказа - новелла с ист. или бытовыми персонажами; яркой "низменной" фигурой прозаич. фольклора является раб Эзоп, герой бытового анекдота и, по преданию, автор басен.

Время культурного первенства Афин- 5-4 вв.-эпоха наивысшего расцвета др.греч. лит-ры. Развитие афинской демократии повысило роль граждан как полноправных членов общины. Центр. место занимали драматич. жанры, развившиеся из сочетания хоровой лирики с обрядовыми играми. Ведущий жанр - трагедия с мифологич. сюжетом. Эсхил, поэт периода становления афин. демократии, изображает победу демо-кратич. строя над деспотизмом ("Персы"), государственности, суда - над родовыми порядками (трилогия "Орестея", "Семеро против Фив"), торжество принципов семьи ("Данаиды") и цивилизации ("Прометей"); действие божеств. сил сливается с сознательным выбором человека и его личной ответственностью. У Софокла, драматурга эпохи расцвета

афин. демократии, люди вполне самостоятельны в своём поведении. Ведущие черты личности проявляются в конфликтах между законом гос-ва и неписаными законами религии и морали ("Антигона"), в столкновении честного прямодушия и лукавой мудрости ("Филоктет"), страдании во имя долга ("Электра"). Ошибки и страдания, вытекающие из человеческого неведения, изображены в "Трахинян-ках" и "Царе Эдипе". В сцеплении строго мотивированных событий, вытекающих из характеров и поступков действующих лиц, проявляется скрытое действие разумных божеств. сил, управляющих миром. Ев-рипид, поэт кризиса афин. демократии, исходит из автономной этики индивида и критикует традиц. мифы. Рисуя людей, "каковы они на самом деле", он приближает героев к бытовому уровню ("Электра"), изображает их внезапные порывы ("Геракл"), неукротимые страсти ("Медея", "Ипполит"). Страдание уже не имеет нравств. смысла ("Троянки"), и поэт часто упоминает роль Случая ("Ион", "Елена").

Комедия, возникшая в Сицилии (Эпи-харм, 6-5 вв.), но получившая развитие в Афинах 5 в. (т. н. древняя аттич. комедия), сохранила старинные карнавально-игровые формы, наполнив их новым обществ.-сатирич. содержанием. Комедии Аристофана - смелая и глубокая сатира на политич. и культурную жизнь Афин кон. 5 - нач. 4 вв., на агрессивную внеш. политику рабовладельч. демократии ("Всадники", "Осы"), на софистич. философию ("Облака"), на трагедии Еврипида ("Лягушки"), В комедиях "Ахарняне", "Лисистрата" поэт призывает к прекращению междоусобной Пелопоннесской войны. Вместо индивидуализации персонажей древняя комедия создаёт обобщённые карикатурные образы с использованием фольклорных масок.

Наступивший во 2-й пол. 5 в. кризис полиса получил идеологическое выражение в т. н. софистич. движении, к-рое привело к быстрому развитию прозы, достигшей высокого художеств. уровня в области историографии (Геродот, Фу-кидид, Ксенофонт), филос. диалога (Платон) и ораторского иск-ва. При этом греч. проза перенимает от поэзии ритмичность, обилие метафор, архитектонику предложения (напр., периодич. речь). Достигает расцвета в 4 в. красноречие - судебное и политическое (Лисий, Демосфен), а также "парадное" (Исократ). В связи с этим возникает риторика, теория стиля и ораторской аргументации. В 4 в. в верхушечных слоях греч. общества распространялись антидемокра-тич., даже монархич. тенденции (Исократ, Ксенофонт, Платон); отсюда интерес к образу идеального царя-мудреца и развитие жанра морализующей биографии. Лит. портрет в историографии (Ксенофонт), красноречии (Исократ) и филос. диалоге (Платон) - одно из достижений этого времени. Теория лит-ры тоже становится предметом изысканий; Аристотель в трактате "О поэтах" (не сохранился) и "Поэтике" подвёл итоги исследованиям предшествующего периода.

Установление в Г. македонского владычества и образование эллинистич. гос-в (нач. 3 в.) резко изменило уклад греч. жизни. Монархич. режим, утвердившийся в эллинистич. гос-вах, и постепенный упадок греч. классич. культуры проявились в отходе от значит. общественно-по-литич. проблем. Политич. красноречие потеряло почву. Лит-pa обращается к семейным и бытовым темам. Историография и драматургия показывают владычество Случая. На рубеже 4-3 вв. развивается "новая комедия" на семейно-бытовые и любовные темы с гуманной трактовкой обществ. противоречий (Менандр и др.); сюжеты строятся по традиц. схемам (подкинутый ребёнок и т. п.), но постоянные маски получают более индивидуализированную характеристику. С течением времени все виды серьёзной драмы оттесняются мимом, полунатуралистиче-ским-полуфантастическим фарсом. В гре-ко-вост. землях, особенно в сфере влияния Александрии, где господство греков не имело нар. базиса, развивается "учёная" мифологич. поэзия. Так, филолог и поэт Каллимах (3 в.) создаёт малые жанры лирики и эпоса с учёно-антикварным и любовным содержанием. Миф становится материалом для иронич. интимно-бытового изображения. В противоположность Каллимаху Аполлоний Родосский обновляет большой эпос, вводя в него психологич. анализ любви (поэма "Аргонавтика"). Жанровые картинки на мифологич. темы, мимич. сценки из жизни низших слоев города, наконец, буколич. стихи, где пастухи выступают в качестве носителей любовной тоски, характерны для "идиллий" Фео-крита. Натуралистич. характер имеют мимиамбы (сатирич. сценки) Геронда. Среди малых поэтич. форм - эпиграмма любовная, застольная, надгробная, насмешливая. Значительных историографич. сочинений не сохранилось; возникали псевдоисторич. жанры: фантастич. путешествия-утопии (Эвгемер, Ямбул); аре-талогия - рассказ о "мощи" и "чудесах" к.-л. бога и его пророков; новелла с историческим, бытовым, иногда сатирич. содержанием.

Римское завоевание (с сер. 2 в. до н. э.) углубило упадок культурной жизни Греции. Только с 1 в. н. э. положение греч. областей начало улучшаться. Верхушка греч. общества обращается к своему прошлому и политика Рима отвечает этим архаистич. тенденциям. В лит-ре они отражаются в виде аттикизма - ориентации на язык аттич. прозы. Историк-моралист Плутарх (1-2 вв. н. э.) создаёт в своих "Параллельных жизнеописаниях" образы героич. деятелей греч. и рим. прошлого. Апогей греч. архаизма обусловлен культурным оживлением во 2 в. н. э., за к-рым скрывается, однако, отсутствие самостоят. творчества. Т. н. вторая софистика доводит до крайних пределов культ эффектного слова и бессодержательной декламации. Наряду с торжественностью - покорность судьбе, мистицизм и суеверия. Критика этих признаков идейного упадка содержится в сатирическом творчестве Лукиана (2 в.).

Аттикизм и софистика содействовали дальнейшему росту эллинистич. жанров повествоват. прозы. Пассивный, страдающий герой - одна из любимых фигур этой лит-ры. Последний повествоват. жанр античности - греч. роман 1-3 вв. (преим. любовный) рисует идеальных влюблённых, остающихся верными друг другу, несмотря на удары судьбы и разные искушения (Харитон, Ксенофонт Эфесский, Ямвлих, Ахилл Татий, Лонг, Гелиодор). С 4 в. античная греч. лит-ра уступает ведущее место христианской, хотя старые формы ещё живут нек-рое время.

Широкий охват действительности в её существенных связях и создание идеала человека, хотя ещё в ограниченной ста-тич. форме,- такова всемирно-ист, заслуга др.-греч. лит-ры, определившая её значение для последующего лит.развития Европы начиная с римской лит-ры. Творч. соприкосновение позднейшей лит-ры с древнегреческой -непосредственно или через римскую лит-ру - никогда не прекращалось. По замечанию К. Маркса, греч. иск-во и лит-pa отражают "...детство человеческого общества там, где оно развилось всего прекраснее..." (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 12, с. 737).



Театр. Греч. театр и драматургия возникли из сельских празднеств в честь бога Диониса (см. Дионисии). На этих празднествах исполнялись дифирамбы и фаллические песни, содержавшие элементы диалога и театр. действия. Дальнейшее развитие дифирамба связывается с именем поэта Феспида (2-я пол. 6 в. до н. э.), к-рому приписывается и введение первого актёра. Из хора, составлявшего вплоть до эпохи эллинизма необходимую принадлежность драмы, во 2-й пол. 6 в. выделился особый исполнитель - актёр, к-рым был сам драматург.

Уже в раннее время театр занимал важное место в обществ. жизни греков. Значение театра особенно возросло в период расцвета полисной демократии (5 в. до н. э.). Творчество великих драматургов Эсхила, Софокла, Еврипида, Аристофана отразило важнейшие стороны обществ., политич. и духовной жизни греч. народа и создало театр больших идей и совершенной художеств. формы.

Нар. характер антич. театра определил особенности организации театр. представлений и устройства здания. Организацию представлений брало на себя гос-во в лице должностных лиц - архонтов. Расходы по содержанию и обучению хора несли как почётную обществ. обязанность богатые граждане, получавшие название хорегов. Спектакли давались на праздниках в честь Диониса [Малых, или Сельских, Дионисиях (в декабре - январе по григорианскому календарю); Ленеях (в январе - феврале); Великих, или Городских, Дионисиях (в марте - апреле)] и носили характер состязания. Каждый из трёх соревнующихся драматургов выступал с тетралогией, состоявшей из трёх трагедий и одной сатировской драмы.

В др.-греч. театре женские роли исполнялись мужчинами. Один и тот же актёр играл неск. ролей, от него требовалось умение не только хорошо читать стихи пьесы, но также петь и танцевать. Греч. актёры надевали на лицо маски, сменявшиеся в разл. ролях и даже во время исполнения одной роли. Чтобы увеличить рост, актёры трагедии носили котурны - особую обувь на высокой подошве.

Др.-греч. театр состоял из 3 осн. частей: орхестры, скены и театрона. Древнейшее театральное здание в Г.- Театр Диониса в Афинах (кон. 6-4 вв.).

В период утверждения афинской демократии протекала творч. деятельность драматурга Эсхила, автора героико-патриотич. трагедий, поднимающих большие ист. и религ.-филос. проблемы,-"Персы", "Семеро против Фив", "Прикованный Прометей", трилогия "Орестея". Эсхил ввёл 2-го актёра, открыв этим возможность более глубокой разработки трагедийного конфликта и усиления действенной стороны театр. представления.

При Эсхиле определилась классич. форма строения трагедии и порядок представления трагедии.

Мощный политич. и культурный подъём афинского гос-ва во 2-й пол. 5 в. обусловил новый период в развитии театр. иск-ва и драматургии. В трагедиях Софокла "Антигона", "Царь Эдип", "Электра" и др. выражены гражд. и нравств. идеалы античной демократии эпохи расцвета. Высокое гуманистич. содержание трагедий Софокла, интерес к высвобождению человеческой личности из полисных связей определили драматизацию театр. представлений - появление 3-го актёра, уменьшение роли хора, увеличение диалогич. частей трагедии. С Софоклом связывается также введение декорационного оформления. В трагедиях Еврипида "Андромаха", "Гекуба", "Геракл", "Ипполит", "Медея", "Ифигения в Тавриде", "Финикиянки", "Троянки" изображаются бедствия, порождённые войной, критикуются старые религ. представления, обличается тирания, усиливается внимание к внутр. миру человека, передаче душевных переживаний героев. Древняя аттич. комедия достигла художеств. расцвета в творчестве Аристофана. В сатирич. комедиях "Всадники", "Мир", "Лисистрата", "Осы" и др. он подвергал резкой критике зачинщиков войны, хитрых и алчных демагогов, использующих в низменных целях доверие народа, лицемерных вождей из богатой рабовладельч. верхушки. Кроме трагедий и комедий, ставились также сатировские драмы - весёлые пьесы, в к-рых хор состоял из спутников Диониса - сатиров.

В эпоху эллинизма театральное иск-во стало одним из проводников греч. культуры на Востоке. Новая аттич. комедия, крупнейшим представителем к-рой был Менандр, воспроизводила совр. жизнь только в плане семейно-бытовых отношений и личных переживаний человека. Бытовые тенденции новой комедии потребовали соответствующего изменения стиля игры актёров; увеличилось число употребляемых масок для возможно большей индивидуализации традиционных характеров комедии. В эллинистич. эпоху впервые появились актёры-профессионалы, а также актёрские товарищества, членами к-рых были только мужчины и притом свободнорождённые. Среди театров эллинистич. эпохи известны театры в Эпидавре, Мегалополе (Пелопоннес), Приене, Эфесе (М. Азия), Оропе (С.-В. Аттики) и др. Постановка новой комедии, в к-рой хор уже отсутствовал, осуществлялась не на орхестре, а на сце-нич. площадке, называвшейся логейоном.

С 5 в. до н. э. в Г. существовали представления, во время к-рых разыгрывались небольшие сценки (чаще всего - импровизация) бытового и пародийно-сатирич. характера - мимы. Развитие мима во всех его видах способствовало усилению реалистич. тенденций в антич. театре. Среди исполнителей мима были и женщины; актёры играли без масок. Широкое распространение в эллинистич. эпоху получил также пантомим - ми-мич. танец, обычно на мифологич. сюжет. Как правило, актёр пантомима выступал один. Женские роли исполнялись гл. обр. мужчинами. В Юж. Италии и Сицилии в 4-3 вв. до н. э. исполнялись флиаки - небольшие комедийные сценки, отличавшиеся от мима обязат. применением маски. Флиаки пародировали трагедии, но брали и темы из повседневной жизни.

Театр. культура Древней Г. оказала огромное влияние на развитие мирового театр. иск-ва. Широко использовали греч. театр. наследие римляне (особенно на ранних этапах развития), деятели эпохи Возрождения и Просвещения. Демокра-тич. традиции театр. иск-ва антич. Г. сохранили значение и для последующих эпох. Постановка значит. общественно-политич., филос. и этич. вопросов, насыщенность драматургич. произв. идеями патриотизма, внимание к человеку, глубина героич. характеров, пробуждающая гражд. сознание зрителей, составляют жизнеутверждающую силу др.-греч. театра.


0718.htm
"ГРИВЫ", 1) узкие (выс. в неск. м), параллельно вытянутые формы рельефа, образующиеся на поймах широких речных долин в результате смещения русла реки в сторону одного из склонов. 2) Пологие возвышенности на Ю. Западно-Сибирской равнины, сложенные неогеновыми и ант-ропогеновыми песчано-глинистыми отложениями. Вытянуты преим. в сев.-вост. направлении до 200 км. Преобладающие высоты от 10-12 м (Барабинская степь, Ишимская равнина) до 100-160 м (Ку-лундинская равнина).

ГРИГ (Grieg) Нурдаль (1.11.1902, Берген,-2.12.1943, под Берлином), норвежский писатель. В первом сб. стихов Г. "Вокруг мыса Доброй Надежды" (1922), в романе "Корабль идёт дальше" (1924, рус. пер. 1926), в сб. стихов "Камни в потоке" (1925) в романтич. форме отразились впечатления путешествий Г. Изучал филологию в ун-тах Осло и Оксфорда. В 1925 Г. написал диссертацию о Р. Киплинге, а в 1932 кн. эссе "Рано умершие" (о Дж. Китсе, П. Б. Шелли, Дж. Г. Байроне и др.). В 1927 опубл. "Китайские дневники" н экспрессионистскую драму на библейский сюжет "Вар-рава", в к-рой впервые прозвучала осн. тема творчества Г.- необходимость и оправданность революции. Жизнеутверждающие мотивы лирич. сб. "Норвегия в наших сердцах" (1929) уступают место социальному пессимизму в драме "Атлантический океан" (1932, рус. пер. 1935). После пребывания в СССР в 1933-35 Г. становится убеждённом марксистом. В драме "Наша слава и наше могущество" (1935, рус. пер. 1936) появился новый герой - народ. В пьесе "Но завтра..." (1936) тема антагонизма между капиталистами и нацией раскрыта в тра-диц. форме психологич. драмы. В 1936- 1937 Г. издавал лит.-обществ. журн. "Вей-ен фром" ("Veien from"), на страницах к-рого выступал против фашизма и угрозы новой войны. В 1937 в качестве воен. корреспондента участвовал в Нац.-революц. войне исп. народа 1936-39, нашедшей отражение в публицистич. сб. "Испанское лето" (1937, рус. пер. 1938) и в романе "Мир ещё должен стать молодым" (1938). В нар.-героич. драме Г. "Поражение" (1937) изображены события Парижской Коммуны 1871. После захвата гитлеровцами Норвегии (1940) Г. принимал участие в воен. действиях против оккупантов. Погиб на борту бомбардировщика во время возд. налёта на Берлин. Его стихи распространялись подпольно в Норвегии (позднее вошли в сб-ки "Свобода", изд. 1945, "Надежда", изд. 1946).

Соч.: Samlede verker, bd 1 - 7, Oslo, 1947; Samlede verker, 2 utg., bd 1 - 3, Oslo, 1952; в рус. пер.- Избранное, М., 1953; Избранное, М., 1956; Пьесы, М., 1959; Избранная лирика, М., 1969.

Лит.: Крымова Н. И., Нурдаль Григ, М., 1965; Неустроен В. П., Норвежская литература, в кн.: История зарубежной литературы после Октябрьской революции, ч. 1, [М.], 1969; Нурдаль Григ. Биобиблиографический указатель, М., 1958; Nag M., Streiflys. Nordahl Grieg pa my. Essays, Oslo, 1967.



ГРИГ (Grieg) Эдвард (15.6.1843, Берген,- 4.9.1907, там же), норвежский композитор, пианист, дирижёр и обществ. деятель. Крупнейший представитель норв. композиторской школы. Предки Г. были выходцами из Шотландии, отец исполнял обязанности брит. консула в Бергене. Игре на фп. учился у своей матери, пианистки-любительницы. В 1862 окончил Лейпцигскую консерваторию как пианист и композитор и вернулся на родину. В 1863-66 жил в Копенгагене (Дания), где нек-рое время пользовался советами датского композитора Н. Гаде. Пробуждению у Г. глубокого интереса к норвежскому нар. творчеству способствовали скрипач, композитор и фольклорист У. Булль и композиторы Р. Нурд-рок и X. Хьерульф. В Копенгагене Г. совм. с Р. Нурдроком и неск. дат. композиторами основал концертную орг-цию "Евтерпа" (от имени греч. музы) с целью пропаганды произв. сканд. композиторов. С 1866 Г. поселился в Кристиании (Осло), где дирижировал концертами филармония, об-ва, основал спец. муз. уч. заведение - Муз. академию и (совм. с Ю. Свенсеном) Муз. об-во (ныне Фи-лармонич. об-во). С конца 70-х гг. 19 в. Г. вместе с женой камерной певицей Н. Хагеруп, исполнявшей его песни и романсы, совершил ряд концертных поездок по странам Зап. Европы, выступая как пианист и дирижёр. В 1880-82 руководил в Бергене муз. об-вом "Гармония". С 1885 жил преим. в окрестностях Бергена, в своей вилле Трольхау-ген. В 1888 в Лейпциге произошло знакомство Г. с П. И. Чайковским, перешедшее вскоре в дружеские отношения. В 1889 избран чл. Франц. академии, в 1893 доктором музыки Кембриджского ун-та, в 1906 - Оксфордского ун-та; почётный доктор Берлинской академии (1897).

Композиторская деятельность Г. протекала в период подъёма норв. лит-ры и иск-ва, в обстановке борьбы норв. народа за свою независимость. Г. был горячим патриотом, певцом родной страны. Подлинно нар. художник, он возвысил норв. музыку до вершин мировой классики, творчески переработал и обобщил коренные черты муз. фольклора Норвегии, соединив его с самобытно воспринятым опытом европ. классич. и романтич. музыки. Наиболее ярко композиторское дарование Г. проявилось в камерных инструментальных и вокальных произв. В них нашли отражение лирич. настроения, образы сев. природы, поэ-тич. картины нар. жизни (10 тетрадей "Лирических пьес", 1867-1901, и др.). Много работая в жанре миниатюры, Г. уделял большое внимание и крупным формам. В камерных ансамблях (3 сонаты для скрипки и фп., соната для виолончели и фп., 2 струнных квартета) и концерте для фп. с оркестром (1868), принёсшем композитору мировую славу, Г. дал своеобразную трактовку циклич. форм инструментальной музыки, создав яркие по силе лиризма и нац. характера сочинения. Оркестровые симф. сочинения Г. относятся к типу сюиты или программной миниатюры. Лучшие оркестровые произв. Г. связаны с лит. программой, им свойственны поэтичность, меткость муз. характеристик, завершённость формы, красочность инструментовки. Мировой известностью пользуются 2 сюиты Г. из музыки к драме Г. Ибсена "Пер Гюнт" (1874-75), в к-рой композитор дал своё поэтич. прочтение текста, усилив его лирич. черты. На основе поэзии Б. Бьёрн-сона возникли произв. оперного ("Улаф Трюгвасон", 1873, неоконч., концертное исполнение 1889) и сценического (музыка к драме "Сигурд Крестоносец", 1872) плана, раскрывающие образы героич. норв. эпоса. Вокальное творчество Г. также обширно и оригинально - от простой лирич. песни ("Песня Сольвейг" и др.) до психологически углублённого вокального цикла ("Девушка с гор"). Песни и романсы Г. созданы преим. на слова скандинавских поэтов (Г. Ибсен, Б. Бьёрнсон, А. Мунк, А. Гарборг, О. Винье, X. К. Андерсен, X. Драхман и др.).

Г.- автор произв. для хора, обработок норв. песен и танцев для фп., а также переложений для фп. нек-рых своих оркестровых и вокальных сочинений, транскрипций для 2 фп. в 4 руки четырёх сонат В. А. Моцарта. Опубликовал ряд статей, посв. творчеству норвежских и датских композиторов, Р. Вагнера, В. А. Моцарта, Р. Шумана, Дж. Верди и др.

Соч.: Arlikler og taler, Oslo, 1957; Избр. статьи и письма, пер. [с норв.], М., 1966.

Лит.: Финдейзен Н., Эдвард Григ. Очерк его жизни и музыкальной деятельности, СПБ - М., 1908; Асафьев Б. В., Григ, М.- Л., 1948; Кремлев Ю., Эдвард Григ, М., 1958; Левашёва О., Эдвард Григ, М., 1962; F i n с k H. Т., Ed-vard Grieg, Stuttg., 1908; Schjelderup G. und Niemann W., Edvard Grieg, Lpz., 1908; Johansen D. M., Edvard Grieg, Oslo, 1956. О. Е. Левашёва.

ГРИГИШКЕС, посёлок гор. типа в Тра-кайском р-не Литов. ССР. Расположен на лев. берегу р. Нярис, на шоссе Вильнюс - Каунас, в 16 км к 3. от Вильнюса. Ж.-д. веткой (6 км) связан со ст. Па-неряй. 5 тыс. жит. (1970). Опытный бум. комбинат (выпускает бумагу для телетайпных аппаратов, фильтрующий материал для сигаретных мундштуков, древесно-волокнистые плиты и др.).

ГРИГОЛЮК Эдуард Иванович (р. 13.12. 1923, Москва), советский учёный в области механики, чл.-корр. АН СССР (1958). По окончании Моск. авиац. ин-та (1944) преподавал там же; в 1946-50 в Высшем технич. уч-ще им. Н. Э. Баумана; с 1953 в Ин-те механики АН СССР. Проф. (с 1965) Моск. авиац. ин-та. Зав. лабораторией в Моск. ун-те. Осн. труды по механике деформируемых сред. Создал общую теорию прочности, устойчивости и конечных прогибов биметаллич. конструкций, трёхслойных и многослойных оболочек с заполнителями, воспринимающими поперечный сдвиг. Разработал общую теорию устойчивости тонких оболочек за пределом упругости. Разрабатывал проблемы, связанные с совместными деформациями твёрдых, жидких и газообразных сред.

ГРИГОР АХТАМАРЦИ (гг. рожд. и смерти неизв.), армянский поэт 16 в. В 1512-44 был католикосом в Ахтамаре. Автор историко-житийных поэм, патриотич. и любовных песен, многочисл. четверостиший (кафа). Г. А. оплакивал истерзанную нашествиями родину, воспевал красоту природы, любовь к человеку как высшую радость, славил жизнь. Его песня "Прекрасный стих о саде души и тела" является аллегорич. изображением человеческой жизни. Стихи Г. А. отличаются тонкостью в передаче чувств, красочностью языка. Они полностью опубл. в Ереване в 1963.

В рус. пер.- Антология армянской поэзии с древнейших времён до наших дней, М., 1940.



ГРИГОР ДАРАНАГЕЦИ (1576-1643), армянский историк и церк. деятель, автор "Хронографии", охватывающей 1018 - 1640. До 1595 кратко изложена история сельджуков и османов; во 2-й части подробно освещена история Османской империи от султана Мехмеда III до Му-рада IV, содержатся многочисленные сведения о положении армян в условиях тур. владычества, о воен. мятежах (восстание джелалиев), восстаниях тюрк. и курдских племён, тур.-иран. войнах, а также автобиографии, данные.

Соч.: о^шишЪшЦшцрпьр^иЪ Я- р |.-c.• п П [• Чшр.1ШщЬшр lluilIiulubgLnj lluiif O-ujpuiliujrigLnj, tpnuuiuribii, 1915:



ГРИГОР МАГИСТР (Пахлавуни) (г. рожд. неизв.- ум. 1058/59), армянский политич. деятель и философ, поборник арм. Возрождения. После захвата Лкийского царства (Закавказье) Византией переселился в Месопотамию, став её правителем (дуком). Выступал против антифеод. движения тондракийцев. За воен. заслуги получил визант. титул магистра. Мировоззрение Г. М. представляет собой синтез эллинистич. и христ. традиций арм. философии. Создал по антич. образцу ряд науч. центров, где преподавались философия и др. науки, переводились соч. древних мыслителей. Г. М. принадлежит перевод ряда диалогов Платона и "Геометрии" Евклида. Филос. взгляды Г. М. изложены в его "Письмах" (Александрополь, 1910, на арм. яз.), обнаруживающих влияние Давида Анахта (Непобедимого), особенно в их теоретико-познават. части. Подразделяя науки на естественные, математику и теологию, Г. М. рассматривал процесс познания как восхождение от простого к сложному, от чувств и умопостигаемых объектов к сфере всеобщих категорий. "Письма"Содержат также важные сведения по политич. и культурной истории Армении 11 в.

ГРИГОР МАГИСТР, Григорис (гг. рюжд. и смерти неиэв.), армянский философ и медик 13 в.,ученик М. Ге-раци. Считал, что человек - частица мировой природы, поэтому изучать его организм следует лишь в связи с окружающей средой. Г. М. были известны классич. симптомы малярии. На 300 лет раньше Фракасторо Г. М. указал три пути распространения заразного начала: контактный, через предметы обихода и через воздух. Изучая механизм развития различных заболеваний, придавал значение конституциональным особенностям, нервно-психич. состоянию больного и др. Нек-рые мед. утверждения Г. М. свидетельствуют о том, что он производил вскрытие трупов. Описал ряд заболеваний желудочно-кишечного тракта (гастрит, опухоли желудка, заворот кишок и др.). Утверждал единство человеческого организма в физиол. и патофизиол. отношениях. Для предохранения от болезни рекомендовал гигиенический режим.

Лит.: Кцоян А. С., Врач Григорис - выдающийся представитель медицины эпохи развитого феодализма в Армении, "Изв. АН Армянской ССР. Медицинские науки", 1961, т. 1, № 1. Б. Д. Петров.

ГРИГОР НАРЕКАЦЙ (951-1003), армянский поэт. Сын учёного и церк. писателя Хосрова Андзеваци. Учился в округе Рштуни, в монастыре Нарека. Будучи учёным монахом, до конца жизни преподавал в этом монастыре. Писал гандзы (гимны в честь бога и святых), таги (песни) и мегеди. Мн. таги являются блестящими образцами арм. ср.-век. поэзии. Г. Н.- первый арм. поэт, преодолевший узкие рамки церк. тематики. Его лирико-мистич. поэма "Книга скорбных песнопений" ("Нарек", Марсель, 1673) издана более 30 раз на арм. яз., переведена на франц. яз., отд. песни - на англ., итал., тур., араб. и рус. языки. В поэме выражен протест против господств. порядков, когда "повсюду царит нищета" и миром правят "ненужные цари и душегубы-императоры". В центре поэмы впервые в арм. лит-ре - человек с его радостями и печалями.

Gregoire de Narek, Le livre de prieres. Introd., trad, et notes par Isaac Kechichian..., P., 1961; Armenian legends and poems, illustr. and compil. by Z. C. Boyajian..., L.- N. Y., [1958]; в рус. пер., в кн.: Поэзия Армении с древнейших времён до наших дней, под ред. В. Брюсова, М., 1916, с. 159-63.

Лит.: А б е г я н М., История древне-армянской литературы, т. 1, Ер., 1948.



ГРИГОР ПРОСВЕТИТЕЛЬ, Григорий Партев (кон. 3 - нач. 4 вв. н. э.), проповедник христианства в Армении, первый католикос, с именем к-рого связано формирование армянской апостольской церкви, иногда называемой армяно-григорианской.

ГРИГОР ТАТЕВАЦИ (1346-1409), армянский философ, педагог, церк. деятель. Наряду со своим учителем Ованесом Во-ротнеци Г. Т. является гл. представителем татевской школы в арм. философии. Г. Т. оставил большое лит. наследство, в осн. по проблемам философии, богословия и естествознания. Важнейшие его труды - "Книга вопрошений", 1729 (на арм. яз.), "Комментарий к „Введению" Порфирия", 1793 (на арм. яз.), "Зимний том", 1741 (на арм. яз.) и др.- обнаруживают сильное влияние философии Давида Анахта. Вопрос об отношении бога к природе решается Г. Т. в духе христ. богословия; акт божеств. творения природы Г. Т. объясняет по Аристотелю как превращение возможности сущего в действительность. Материальный мир, по Г. Т., пребывает в постоянном изменении и круговорот элементов материи является залогом её вечности. В учении Г. Т. имеются зачатки идеи о борьбе и единстве противоположностей. Теория познания Г. Т. проявляет материалистич. тенденции (трактовка проблемы истины, сенсуа-листич. мотивы и т. п.).

Лит.: Аревшатян С. С., философские взгляды Григора Татеваци, Ер., 1957; Чалоян В., История армянской философии, Ер., 1959, с. 258 - 69; История философии в СССР, т. 1, М., 1968, с. 114-17.

В. К. Чалоян.



ГРИГОРАШЕНКО Леонид Павлович (р. 21. 10.1924, ст. Бирзула, ныне г. Ко-товск, УССР), советский график и живописец, нар. худ. Молд. ССР (1963), чл.-корр. АХ СССР (1958). Чл. КПСС с 1962. Учился в художеств. уч-ще в Кишинёве (1941-42). Автор акварельных серий "Котовский" (1950), "Вековая дружба" (1950-63, посвящена ист. связям мол д., рус. и укр. народов), серий акварелей и офортов "За власть Советов!" (1966-67; Гос. пр. Молд. ССР, 1967), ист. картин ("Дань кровью", 1958-66); названные произв.- в Художеств. музее Молд. ССР (Кишинёв), акварели - частично в Третьяковской гал. Г. работает также в области книжной илл. Награждён орденом Ленина, орденом "Знак Почёта" и медалью.

Лит.: Лившиц М., Л. П. Григорашен-ко, Киш., 1960.



ГРИГОРЕНКО Грицько (псевд.; наст. имя и фам. Александра Евгеньевна Судовщикова-Косач) (1867, м. Макарьево Костромской губ.,- 27.4.1924), украинская писательница. Автор рассказов из крест. жизни конца 19 - нач. 20 вв. (сб-ки "Наши люди на селе", 1898, "Переселенцы", "Людям" и ДР-). рассказов для детей (сб. "Детки", 1918) и пьес (<Батько" и др.). Г. правдиво изображала обнищание крест. масс, темноту дореволюционной деревни, тяжёлую судьбу женщины-крестьянки. Рассказы Г. написаны в форме сказа с использованием фольклорно-этнографич. элементов. Позже Г. перешла к коротким очеркам, психологич. зарисовкам (цикл "Чувства и настроения", "Очерки"). В нек-рых произв. сказалось влияние натурализма.

Соч.: Твори, т. 1 - 2, Хар., 1930; Вибран! твори, К., 1959.



ГРИГОРЕСКУ (Grigorescu) Николае Ион (15.5.1838, с. Питару, у. Дымбовица,-21.7.1907, Кымпина), румынский живописец. Сын крестьянина. Учился в Бухаресте (до 1855) и в Школе изящных иск-в в Париже. В юности делал иконы, расписывал церкви и монастыри. В 1861-69 работал во Франции, где примыкал к барбизонской школе. Как румынский доброволец участвовал в русско-турецкой войне 1877-78. Писал пейзажи Румынии, портреты, исторические, батальные и жанровые композиции, проникнутые глубоким демократизмом, свободные по живописи, со свежим, несколько высветленным колоритом. Его произв. ("Крестьянка из Мусчела", 1877, "Штурм Смырдана", 1885, "Телега, запряжённая волами", ок. 1890,- все в Музее иск-в СРР, Бухарест) сыграли важную роль в становлении рум. реа-листич. иск-ва конца 19 - нач. 20 вв. Портрет стр. 328.

Илл. см. на вклейке к стр. 201.

Лит.: Rudascu L., N. Grigorescu, [Вис.], 1955 (на рум., рус., франц., англ. и нем. яз.); О р г е s с u G., Nicolae Grigorescu, v. 1 - 2, Вис., 1961 - 62.



ГРИГОРИАНСКИЙ КАЛЕНДАРЬ. новый стиль, система летосчисления, введённая в 1582 при папе римском Григории XIII (отсюда назв.). См. Календарь.



ГРИГОРИАНСКИЙ ХОРАЛ, общее наименование песнопений церковной католич. музыки. Г. х. сложился в результате отбора и переработки католич. церковью местных христ. песнопений. Упорядочение молитв. текстов было начато при папе Григории I, прозванном Великим (ум. 604). Канонизация напевов и текстов и строгое распределение их по датам церковного года были завершены к концу 7 в. Через 300 лет после смерти Григория I католич. хоралам присвоили его имя [григорианское, или (от лат. Gregorius) грегорианское, пение]. Церковь стремилась придать песнопениям характер отрешённости от всего земного, мистич. созерцания, религ. экстаза. Вместе с тем песнопения обобщили многовековой опыт развития муз. культуры, впитали художественно ценные элементы песенности различных народов. Г. х. исполнялся певцами (муж. хор в унисон). Тексты Г. х.- гл. обр. прозаические, заимствованы из Библии, мелодии построены на т. н. средневековых ладах. Преобладали звуки равной длительности (отсюда позднейшее наименование Г. х.- кантус планус, т. е. плавное пение). С усвоением церк. музыкой многоголосия Г. х. остался тематич. основой (кантус фирмус) полифонич. культовых произведений.

ГРИГОРИЙ (Gregorius). В католич. церкви. Наиболее значительны: Г. I Великий (Magnus) (ок. 540, Рим,-12.3.604, там же), папа римский с 590. Боролся за укрепление папской власти. Расширил сферу влияния рим. церкви: посылал миссионеров в Британию к англо-саксам, в Испанию к вестготам, вмешивался в церк. дела в Галлии и в Африке, заявил о своём исключит. праве выступать верховной апелляц. инстанцией для всей Зап. церкви. Начиная с Г. I усиливаются претензии пап на мировое господство. Большое внимание уделил организации х-ва на папских землях ("патримоний Петра") с целью поднять их доходность. Г. I оставил ряд богословских соч., ценную переписку; реформировал церк. песнопение. Враждебно относился к светскому образованию, уничтожил многие антич. лит. памятники. Г. VII Гильдебранд (Hildebrand) (между 1015 и 1020, Ровако, Тоскана,-25.5.1085, Салерно), папа римский с 1073. Был активным деятелем Клюнийской реформы (направленной на укрепление католич. церкви). Фактически правил ещё при папе Николае II (1059-61). Проведённые им реформы содействовали возвышению папства [декрет 1059 о выборах папы только кардинальской коллегией, устранявший прямое участие в выборах светских властей; постановление против симонии, против женатого духовенства (см. Целибат)]. Церк.-политич. программа Г. VII была изложена им в "Диктате папы" (1075); она была проникнута идеей папской теократии, выражала притязания папы на религ. и политич. верховенство в мире (католич. церковь непогрешима, папа выше государей, он - верховный судья, имеющий право низлагать королей, императоров, освобождать вассалов от клятвы верности сюзерену и т. п.). Став папой, Г. VII вступил в ожесточённую борьбу с имп. Генрихом IV за инвеституру (право назначения на церк. должности). Первоначально успех был на стороне Г. VII: отлучённый от церкви в 1076 папой, Генрих IV вынужден был в 1077 пойти к папе на покаяние (см. Каносса). Однако конфликт между Г. VII и императором вскоре разгорелся снова. В 1084 Генрих IV выдвинул в противовес Г. VII своего папу (антипапу) Климента III (1084-1100) и с его благословения в 1084 захватил Рим. Г. VII призвал на помощь юж.-итал. норманнов, подвергших Рим разграблению; это вызвало сильное возмущение населения и побудило папу переселиться на юг Италии во владения норманнов. Был канонизирован в 1606. Г. VII способствовал временному усилению католич. церкви, но его планы добиться подчинения европ. гос-в папству окончились неудачей.

Лит.: Fliсhе А., La reforme gregorienne, v. 1-3, P., 1924-38; Studi gregoriani, v. 1-6, Roma, 1947-62.

Г. IX, в миру - Уголиноди С е н ь и (Ugolino di Segni) (ок. 1145, Ананьи,-22.8.1241, Рим), папа римский с 1227. В борьбе с имп. Фридрихом II Штауфеном продолжал теократическую политику папы Иннокентия III. Жестоко преследовал еретиков; превратил инквизицию в постоянный орган католич. церкви (1232) и передал её в ведение ордена доминиканцев, учредил инквизиционные трибуналы в ряде европейских стран (Германии, Испании, Португалии и др.). При Г. IX был составлен новый сб. папских декреталий (1234).



Г. XIII, в миру - Уго Бонкомпаньи (Ugo Boncompagni) (1.1.1502, Болонья,-10.4.1585, Рим), папа римский с 1572. Один из вдохновителей контрреформации в европ. гос-вах. Активно поддерживал франц. католиков в их борьбе с гугенотами. Способствовал усилению иезуитов (передал, напр., в их ведение многие уч. заведения). Пытался создать франко-исп. коалицию против протестантской Англии и использовать ирл. восстания в борьбе с ней. Устроил торжества в Риме по поводу избиения гугенотов во Франции в Варфоломеев-скую ночь. Стремился распространить католицизм в Рус. гос-ве (миссия в Москву в 1581 иезуита Поссевина). Г. XIII провёл реформу календаря (1582).

Г. XVI, в миру - Бартоломео Альберто Каппеллари (Bartolomeo А1berto Cappellari) (18.9.1765, Беллуно,- 1.6.1846, Рим), папа римский и светский государь Папской обл. в 1831-46. Для правления Г. XVI характерны крайний обскурантизм, консерватизм в области экономич. политики и открытый террор в области внутр. политики. В 1832 в энциклике "Мирари вос" Г. XVI резко осудил либерализм в любой его форме; отлучил от церкви Ф. Р. Ламенне. При помощи налогов осуществлял подлинный грабёж населения Папской обл. Восстания в Болонье и др. городах Папской обл. в 1831 и нар. волнения 1843-45 в Романье были подавлены призванными Г. XVI австр. войсками.

Лит.: реmагсо D., Il tramonto dello stato pontificio. II papato di Gregorio XVI, [Torino], 1949.



ГРИГОРИЙ из Сен-Винцента (Gregorius a Sancto Vincentio) (1584, Брюгге,-27.1. 1667, Гент), бельгийский математик. В своём "Геометрическом труде" (1647) занимался вычислением площадей криволинейных фигур и объёмов тел. Для этого он, следуя др.-греч. учёным, вписывал в те и другие столько параллелограммов и параллелепипедов, чтобы они "исчерпали" (термин впервые употреблён Г.) площадь или (соответственно) объём (см. Исчерпывания метод). Г. был чл. ордена иезуитов.

Лит.: Вилейтнер Г., История математики от Декарта до середины 19 столетия, пер. с нем., 2 изд., М., 1966.



ГРИГОРИЙ НАЗИАНЗИН (Gregorios Nazianzends), Григорий Богослов (Theologos) (ок. 330, близ Назианза, Каппадокия в М. Азии,- ок. 390, там же), греческий поэт и прозаик, церк. деятель и мыслитель, один из виднейших представителей патристики. Получил блестящее риторич. и филос. образование, завершённое в языч. высшей школе в Афинах, где Г. Н. подружился с Василием Великим. В 379 был призван ортодоксальной общиной на епископство в Константинополь для борьбы с арианством и в 381 председательствовал на 2-м Вселенском соборе, но в том же году, в обстановке смут и интриг, сложил с себя епископский сан и вернулся на родину. Как богослов Г. Н. принадлежит вместе с Василием Великим и Григорием Нисским к т. н. каппадокийскому кружку, переносившему в теологию методы платоновской идеалистич. диалектики. Высшее достижение прозы Г. Н.- надгробные панегирики отцу и Василию Великому. Лирика Г. Н. отличается интимностью тона и разнообразием интонаций. Автобиографич. поэмы "О моей жизни", "О моей судьбе" и "О страданиях моей души" с их глубоким психологизмом и культурой самоанализа стоят в том же ряду, что и "Исповедь" Августина.

Соч.: Briefe, Hrsg. von P. Gallay, В., 1969; Творения, т. 1 - 6, М., 1844-68; в кн.; Памятники византийской литературы 4- 9 веков, М-, 1968, с. 70-83.

Лит.: История Византии, т. 1, М., 1967, с. 417 - 19. С. С. Аверинцев.



ГРИГОРИЙ НИССКИЙ (Gregorios Nysses) (ок. 335, Кесария, - ок. 394, Ниса), церковный писатель, богослов и философ, один из виднейших представителей греч. патристики. Брат Василия Великого, друг Григория Назианзина; входил с ними в т. н. каппадокийский кружок церк. деятелей и мыслителей. В молодости изучал философию и риторику, затем ушёл в монастырь; с 371 епископ г. Ниса (М. Азия). Участвовал во 2-м Вселенском соборе (381). Филос. мировоззрение Г. Н. сложилось под определяющим влиянием Платона и христ. платонизма (Ориген). Это влияние и тяготение к филос. спекуляции нередко подводило Г. Н. к неортодокс. позиции (так, он вслед за Оригеном и в противоречии с церк. доктриной учил о временности адских мук и конечном просветлении всех согрешивших душ, включая Сатану). Выдвинул тезис о необходимости размежевания сфер философии и богословия; как и Ориген, Г. Н. широко пользовался вольным иносказательным толкованием Библии. Наибольшей оригинальностью отличается антропология Г. Н.; она исходит не из идеи индивида, а из идеи человечества как органич. целого, некоей коллективной личности, сущность к-рой усматривается в интеллекте. Г. Н. оказал сильное влияние на автора Ареопагитик, Максима Исповедника,

Иоанна Скота Эриугену.

Соч.: Opera, v. 1 - 2, В., 1921; то же, v. 1-8, Leiden, 1958 - 64.

Лит.: Несмелов В. И., Догматическая система Григория Нисского, Казань, 1887; Danielou I., Platonisme et theolo-gie mystique, P., 1954; Vо1ker W., Gregor von Nyssa als Mystiker, Wiesbaden, 1955. С. С. Аверинцев.



ГРИГОРИЙ ПАЛAMA (Gregorios Palamas) (1296, Константинополь,-14.11. 1359, Салоники), византийский богослов и церк. деятель, поборник и систематизатор мистич. учения исихазма, давший ему филос. оформление. В полемике с представителями теологич. рационализма (Варлаам Калабрийский, Акиндин, Гри-гора) отстаивал тезис, согласно к-рому аскет-исихаст в состоянии экстаза непосредственно воспринимает несотворённое и невещественное излучение бога (т. н. "Фаворский свет", к-рый, согласно Евангелию, видели апостолы на горе Фавор). Отмежёвываясь от пантеизма, развил в духе идеалистич. диалектики Аристотеля учение о различии сущности бога и его "энергий", или самовыявлений: сущность пребывает в себе и недоступна, энергии пронизывают мир и сообщаются человеку, однако таким образом, что "простота" и неделимость божества при этом не нарушаются и единство сущности остаётся единством в многообразии энергий. После долгой борьбы это учение было в 1351 признано офиц. доктриной визант. церкви. Антропология Г. П., подчинённая практич. целям аскетич. работы над собой, включает сложные психологич. наблюдения. Идеал Г. П.- такое "просветление" духа, к-рое распространилось бы и на тело: согласно его взглядам, человеч. дух богоподобен именно в силу своей способности "животворить" плоть, в отличие от бестелесного духа ангелов. Г.П. оказал сильное влияние на традицию поздневизант. мистики. В 1368 причислен к лику святых.

Соч. в кн.: Patrologia cursus completas, series graeca, accur. J. P. Migne, t. 150, P., 1865; в рус. пер.- Три творения, Новгород, 1895; в кн.: Памятники византийской литературы 9 - 14 вв., М., 1969, с. 366-74.

Лит.: Кривошеин В., Аскетическое и богословское учение св. Григория Паламы, в сб.: Seminarium Kondakovianum VIII, Praha, 1936,8. 99-154; Meyendorff J., Saint Gregoire Palamas et la mystique orthodoxe, P., 1959. С. С. Аверинцев.



ГРИГОРИЙ СИНАИТ (Gregorios Sinaltes) (60-е гг. 13 в.-40-е гг. 14 в.), основоположник византийского мистич. учения исихазма. Руководитель движения исихастов на Афоне, где написал религ.-филос. произв., посвящённые обоснованию аскетизма и обобщавшие многовековой опыт монастырской созерцат. мистики. Источниками работ Г. С. были труды предшествующих мистиков- Иоанна Лествичника, Симеона Нового, Никиты Стифата, Филофея Синаита и др. Из представителей исихазма оказал наибольшее влияние на релит.-психологич. учения Др. Руси. Житие Г. С. написано его учеником Каллистом, будущим константинопольским патриархом, издано И. В. Помяловским в 1894; рус. пер. И. Соколова, 1904.

Соч. в кн.: Patrologiae cursus completas, series graeca, accur. J. P. Migne, t. 150, P., 1865. Б. Т. Горянов.

ГРИГОРИЙ ТУРСКИЙ (Gregoire de Tours; Gregorius Turonensis), первонач.- Георгий Флоренции (Georgius Florentius) (ок. 540, Клермон-Ферран,- ок. 594, Тур), историк франков. Происходил из знатной галло-рим. семьи из Овер-ни. С 573 епископ Турский. Один из влиятельнейших духовных лиц гос-ва Меровингов. "История франков" Г. Т. (на лат. яз., в 10 кн.), доведённая до 591,- гл. источник политич. истории Франкского гос-ва 5-6 вв. "История" Г. Т. послужила гл. источником для "Рассказов из времён Меровингов" О. Тьерри (см. О. Тьерри, Избр. соч., М., 1937).

Соч.: Gregorii Turonensis Historia fran-corum, в кн.: Monumenta Germaniae Historica, Scriptores rerum Merovingicarum, t. 1, ..., 1951; Gregor von Tours, Zehn Bucher Geschichten, hrsg. von R. Buchner, Bd 1 - 2, В., 1955-56.

Лит.: Вайнштейн О. Л., Западноевропейская средневековая историография, М.- Л., 1964. Л. Т. Милъская.

ГРИГОРИОПОЛЬ, посёлок гор. типа в Дубоссарском р-не Молд. ССР, пристань на Днестре, в 45 км к С.-З. от Тирасполя. 8 тыс. жит. (1970). Виноделие, консервный з-д. В р-не развиты садоводство и виноградарство.

ГРИГОРОВИЧ Виктор Иванович [30.4(12.5). 1815, Балта, -19(31). 12.1876, Елизаветград, ныне Кировоград], русский славист, один из основоположников славянской филологии в России. С 1842 по 1863 проф. кафедр истории и лит-ры слав. наречий в Казанском, в 1848-49- Московском, а с 1865 по 1876- Одесском ун-тах. В 1844-47 совершил поездку по слав. землям, находившимся под тур. владычеством, собирая памятники южнослав. письменности, обогатившие источниковедч. базу славистики ("Очерк путешествия по Европейской Турции", 1848). Широко использовал визант. источники для изучения истории балканских славян ("О Сербии в ее отношениях к соседним державам, преимущественно в XIV и XV столетиях", 1859, и др.).

Соч.: Собр. соч. (1864-76), Одесса, 1916.

Лит.: Петровский Н. М., Библиографический список печатных трудов В. И. Григоровича, "Изв. Отделения русского языка и словесности имп. АН", 1914, т. 19, кн. 3; В и к т о р о в А. Е.. Собрание рукописей В. И. Григоровича, М., 1879.



ГРИГОРОВИЧ Дмитрий Васильевич [19(31).3.1822, Симбирск,-22.12.1899 (3.1.1900), Петербург], русский писатель. Детство провёл в усадьбе отца, симбирского помещика. Учился в инженерном уч-ще и Академии художеств (Петербург, 1836-40). Служил в Дирекции имп. театров. Наиболее значит. произв. Г.- повести "Деревня" (1846) и "Антон-Горемыка" (1847, опубл. в журн. "Современник"), написаны в духе натуральной школы и носят антикрепостнич. характер. В них выражены критич. отношение к дворянству, любовь к крестьянам, даны картины природы. В 40-50-е гг. Г. создаёт произв. из нар. жизни, разоблачающие социальную несправедливость: повести "Капельмейстер Сусликов" (1848), "Похождения Накатова" (1849), "Свистулькин" (1855) и др., роман "Просёлочные дороги" (1852). В 50-е гг. в мировоззрении Г. проявляются противоречивые тенденции: сочувствие демокра-тич. устремлениям сочетается с выпадами против Н. Г. Чернышевского (повесть "Школа гостеприимства", 1855), что завершилось выходом Г. из "Современника" (I860). В романах Г. этого периода ("Рыбаки", 1853, и "Переселенцы", 1855-56) с любовью нарисована жизнь крестьянства, содержится большой этно-графич. материал. Однако здесь сказались и умеренно-либеральные взгляды писателя. Своё морское путешествие вокруг Европы (1858-59) он описал в путевых очерках "Корабль „Ретвизан"" (ч. 1-2, 1859-63). В начале 60-х гг. Г. оставил лит. деятельность и лишь в 1883 вышла его повесть "Гуттаперчевый мальчик" о трагич. судьбе ребёнка-акробата. Ценный для истории лит-ры материал содержат "Литературные воспоминания" (1892-93).

Соч.: Полн. собр. соч., т. 1-12, СПБ, 1896; Избр. произв., М- -Л., 1959; Литературные воспоминания, М., 1961.

Лит.: Лотман Л. М., Григорович, в кн.: История русской литературы, т. 7, М.- Л., 1955; История русской литературы XIX в. Библиографический указатель, М.- Л., 1962. Г. П. Пирогов.

ГРИГОРОВИЧ Дмитрий Павлович [25.1(6.2).1883, Киев,-26.7.1938, Москва], советский конструктор самолётов. В 1913 сконструировал свою первую летающую лодку М-1. Г. создал летающую лодку М-5 (1914) с высокими лётными данными, летающую лодку М-9, вооруж. пулемётом (1915) и пушкой (1916). В 1916 был построен первый в мире гидросамолёт-истребитель его конструкции М-П. В сов. время лучшими были его истребители И-2 и И-2-бис, летающая лодка М-24. Создал совм. с Н. Н. Поликарповым истребитель И-5 (1930), а также первый истребитель ПИ-1 с убирающимися шасси и пушечным вооружением (1930-33) и др.

Лит.: Лебедев Н. М., Очерки гидроавиации, М., 1924: История воздухоплавания и авиации в СССР. Период до 1914, под ред. В. А. Попова, М., 1944; Шавров В. Б., История конструкций самолётов в СССР до 1938 г., М., 1969.



ГРИГОРОВИЧ Иван Иванович (1792- 1852), белорусский археограф, собиратель древностей, историк. Окончил духовную академию (1819), был ректором училищ в Гомеле и Витебске. С 1837 чл. Археографич. комиссии. Составил первый белорус. археографич. сб. "Белорусский архив древних грамот" (ч. 1, 1824; ч. 2 в рукописи обнаружена в 1958 в Красноярском архиве). Издал также ряд др. публикаций документов, гл. из к-рых "Акты, относящиеся к истории Западной России..." (т. 1-5, 1846-53) содержат источники по истории Белоруссии, Украины и Литвы 14-17 вв. (см. "Акты Западной России").

Лит.: Суднiк М., Збiральнiк бела-рускай старажытнасщ, "Беларусь", 1945, № 11-12; Иконников В. С., Опыт

русской историографии, т. 1-2, К., 1891 - 908.



ГРИГОРОВИЧ Иван Константинович [26.1(7.2). 1853-3. 3. 1930, Ментона, Франция], русский адмирал (1911). Окончил Морской корпус (1874). Во время рус.-япон. войны 1904-05 командовал броненосцем "Цесаревич", с марта 1904 нач. порта в Порт-Артуре. В 1905-06 нач. штаба Черноморского флота. С 1909 товарищ мор. министра и представитель Мор. мин-ва в Гос. думе. С марта 1911 по 28 февр. (13 марта) 1917 мор. министр. Под руководством Г. был выработан и осуществлён ряд судостроит. программ, чем было начато восстановление рус. воен.-мор. флота после разгрома в рус.-япон. войне 1904-05. Г. отличался "либерализмом" и поддерживал контакты с бурж.-октябристскими кругами, к-рые в 1916 выдвигали его на пост пред. Совета Министров. После Февр. революции вышел в отставку. После Октябрьской революции служил в Морской ист. комиссии по изучению опыта 1-й мировой войны. В 1923 уехал во Францию. А. Г. Кавтарадзе.

ГРИГОРОВИЧ Константин Петрович [18(30).9. 1886 - 12.9. 1943], один из основателей советской школы электрометаллургов, проф. (1921), доктор технич. наук (1934). Род. в Николаеве. В 1913 окончил Петерб. политехнич. ин-т и работал на Путиловском з-де. Участвовал в проектировании и пуске первого советского завода качеств. стали "Электросталь" (Моск. обл.). В 1920 организовал кафедру электрометаллургии в Моск. горной академии (с 1930 - Моск. ин-т стали). Принимал участие в создании первых крупных заводов ферросплавов: Челябинского, Зестафонского, Запорожского. С 1931 технич. директор треста "Спецсталь" (впоследствии "Главспецсталь"). Награждён орденом Ленина.

Соч.: Электрометаллургия железа, ч. 1, М., 1922; Производство стали в электрических печах, М.- Л., 1932.



ГРИГОРОВИЧ Юрий Николаевич (р. 1.1.1927, Ленинград), советский артист балета и балетмейстер, нар. артист РСФСР(1966). В 1946 окончил Ленингр. хореографич. уч-ще по кл. Б. В. Шаврова и А. А. Писарева и до 1964 был танцовщиком Ленингр. театра оперы и балета им. С. М. Кирова. В 1962-64 балетмейстер этого театра, с 1964 гл. балетмейстер Большого театра. Выдающимися событиями балетного иск-ва явились постановки Г. в Ленингр. театре оперы и балета им. С. М. Кирова: "Каменный цветок" Пр