загляните на купон-скидку или справочники: окна kbe, окна veka, окна rehau, остекление балкона, остекление лоджии, изготовление окон, монтаж окон, остекление, производство окон, металлопластиковые окна, окна пвх, пластиковые окна, установка окон, стеклопакеты и евроокна.



ВСЁ О СТРОИТЕЛЬСТВЕ, ЖЕЛЕЗОБЕТОНЕ, БЕТОНЕ, АРХИТЕКТУРЕ И НЕ ТОЛЬКО...:
ОПРЕДЕЛЕНИЯ:

АСФАЛЬТИРОВАНИЕ, устройство асфальтобетонных покрытий на автомобильных дорогах, улицах, аэродромах и т. п. путём укладки и уплотнения асфальтобетонной смеси по предварительно подготовленному основанию. В зависимости от назначения покрытия асфальтобетонную смесь (асфальтобетон) укладывают в один или два слоя на основание из щебня, гравия (нежёсткое основание) или бетона (жёсткое основание). Нижний слой толщиной 4-5 см устраивают из крупно- или среднезерни-стой смеси с остаточной пористостью 5-10% ; верхний слой толщиной 3-4 см-из средне- или мелкозернистой смеси (остаточная пористость 3-5%). При тяжёлых нагрузках и интенсивном движении транспорта покрытия устраивают 3-4-слойными общей толщиной 12-15 см. АСФАЛЬТИРОВАНИЕ начинается с очистки основания от пыли и грязи механич. дорожными щётками и поливомоечными машинами, исправления неровностей основания, обработки его поверхности жидким битумом или битумной эмульсией. Асфальтобетонная смесь приготовляется в асфальтобетоно-смесителях на стационарных или полустационарных заводах (установках), доставляется на место автомобилями-самосвалами и загружается в приёмный бункер асфалътобетоноукладчика, к-рый укладывает, разравнивает и предварительно уплотняет смесь. Окончат. уплотнение осуществляется катками дорожными. .


КОММУНАЛЬНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО, отрасль строительства, занятая сооружением объектов, связанных с обслуживанием жителей городов, посёлков городского типа, районных сельских центров и населённых пунктов сельской местности. В числе этих объектов: системы водоснабжения и канализации с очистными сооружениями и сетями; сооружения городского электрического транспорта с путевым, энергетическим хозяйством, депо и ремонтными предприятиями; сети газоснабжения и теплоснабжения с распределительными пунктами, районными и квартальными котельными; электрические сети и устройства напряжением ниже 35 кв; гостиницы; городские гидротехнические сооружения; объекты внешнего благоустройства населённых мест, озеленения, дороги, мосты, путепроводы, ливнестоки; предприятия санитарной очистки, мусороперерабатывающие и др. Планомерное развитие КОММУНАЛЬНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА в СССР началось ещё в 1-й пятилетке и осуществлялось нарастающими темпами до начала Великой Отечеств, войны 1941-45. В годы 4-й пятилетки (1946-50) проводились работы по восстановлению объектов коммунального назначения, разрушенных во время нем.-фаш. оккупации. В последующие годы КОММУНАЛЬНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО велось высокими темпами в связи с бурным развитием промышленности, культуры, увеличением численности городов и посёлков городского типа .
ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО, теория и практика планировки и застройки городов (см. Город). ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО определяют социальный строй, уровень развития производственных сил, науки и культуры, природно-климатичие условия и национальные особенности страны. ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО охватывает сложный комплекс социально-экономических, строительно-технических, архитектурно-художественных, а также санитарно-гигиенических проблем. Общим для ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО досоциалистических формаций является большее или меньшее влияние на него частной собственности на землю и недвижимое имущество..
ЗЕЛЁНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО, составная часть современного градостроительства. Городские парки, сады, скверы, бульвары, загородные парки (лесопарки, лугопарки, гидропарки, исторические, этнографические, мемориальные), национальные парки, народные парки, тесно связанные с планировочной структурой города, являются необходимым элементом общегородского ландшафта. Они способствуют образованию благоприятной в санитарно-гигиеническом отношении среды, частично определяют функциональную организацию городских территорий, служат местами массового отдыха трудящихся и содействуют художественной выразительности архитектурых ансамблей. При разработке проектов садов и парков учитывают динамику роста деревьев, состояние и расцветку их крон в зависимости от времени года.

Главная страница
Поиск по сайту
Оглавление страниц

Объяснение слов: словарь, справочник, информация. Строительство, экономика, промышленность - все сферы жизни: от А до Г, от Г до П и от П до Я

тным правом (см. Прецедент). В. К. Пучинский.


0716.htm
ГРЕНЛАНДСКИЙ АНТИЦИКЛОН, один из центров действия атмосферы, область повышенного давления над Гренландией, выявляющаяся на многолетних среднемесячных картах всех месяцев года. Г. а.-результат преобладания антициклонов над циклонами как зимой, так и летом, вследствие большой высоты и низкой темп-ры ледового щита. Более мощным и обширным аналогом Г. а. является Антарктический антициклон.

ГРЕНЛАНДСКИЙ КИТ, полярный кит (Balaena mysticetus), млекопитающее подотряда беззубых китов (Mystacoceti). Дл. до 21 м; тело короткое и толстое, голова огромная (до 1/3 дл. тела), с крутым направленным вверх дугообразным изгибом ротовой щели. Брюхо и горло гладкие, без складок (полос). В очень высокой ротовой полости справа и слева свешиваются по 300 - 400 чёрных и гибких пластин китового уса (выс. до 4,5 м). Спинного плавника нет. Верх тела и бока тёмно-серые или чёрные, горло и (иногда) брюхо светлые. Прежде Г. к. был обычен в морях Арктики, ныне лишь изредка встречается в Чукотском и Беринговом морях. Обитает среди разреженных льдов или у ледяной кромки. Питается мелкими рачками-каланидами и крылоногими моллюсками. Единств. детёныш (дл. 4-5 м) рождается в феврале - мае. Охота на Г. к. запрещена междунар. конвенцией (с 1946).

Лит.: Томилин А. Г., Китообразные, М., 1957 (Звери СССР и прилежащих стран, т. 9). А. Г. Томилин..



ГРЕНЛАНДСКИЙ ТЮЛЕНЬ, лысун [Phoca (Pagophilus) groenlandica], млекопитающее сем. настоящих тюленей отр. ластоногих (Pinnipedia). Дл. 160-195 см, весит 100-160 кг. Окраска взрослых белая с 2 большими тёмными полями. Живут в арктич. водах, где образуют 3 стада: ньюфаундлендское, янмайенское и беломорское. Летом живут небольшими группами у кромки льдов, питаясь пелагич. ракообразными, моллюсками и мелкой рыбой. Осенью мигрируют в р-ны рождения детёнышей, линьки и спаривания, где образуют большие скопления на льдах ("детные залежи"). Г. т. составляет основу зверобойного промысла на Европейском севере. Используется жир; новорождённые (бельки) дают ценный мех. Численность вследствие неумеренного промысла в последние десятилетия сильно сократилась.

ГРЕНЛАНДСКОЕ МОРЕ, окраинное море Сев. Ледовитого ок., между о-вами Гренландия, Исландия, Ян-Майен, Медвежий и Шпицберген. Пл. 1205 тыс. км2, ср. глуб. 1444 м, наибольшая 4846 м. Ср. объём воды 1740 км3. Ложе моря представляет собой котловину, ограниченную на В. подводными хр. Мона и Книповича, на Ю.- Гренландско-Исландским порогом. К 3. дно котловины сначала медленно повышается, затем у края материкового склона подъём идёт очень быстро по направлению к относит. широкой, с многочисл. возвышенностями и впадинами материковой отмели Гренландии. Климат суровый, арктический. В течение круглого года господствуют ветры сев. направления. Ср. темп-pa воздуха зимой от -25 до -30°С, летом от 0° до 6°С. Часты туманы. Вдоль зап. части Г. м. проходит холодное Вост.-Гренландское течение, круглый год несущее плавучие льды, вдоль восточной - ветвь Гольфстрима - тёплое Шпицбергенское течение. В центр. части моря образуется обширный циклональный круговорот. Ср. темп-pa воды на поверхности: в февр. на С. неск. ниже -1°С, на Ю. и Ю.-В. от 1 до 2°С, в авг. на С.-З. ниже 0°, на Ю. и В. до 6°С. У дна темп-pa ниже -1°С. Солёность на В. 33,0-34,5°/00, на 3. 32,0°/00 и менее, у дна океана 34,9°/00. Приливы полусуточные, их высота до 4,4 м. Цвет воды преим. зелёный. Китобойный промысел, промысел гренландского тюленя, рыболовство. В зал. Ис-фьорд (о. Шпицберген) - порты Лонгьир и Баренцбург, Акурейри (о. Исландия).



ГРЕНЛАНДСКО-ИСЛАНДСКИЙ ПОРОГ, возвышение дна, протягивающееся поперёк Датского прол. между подводными склонами Исландии и Гренландии. Дл.ок. 90км. Наибольшая глуб. ок. 300м. Препятствует глубинному водообмену между Гренландским м. и Атлантич. ок. В результате темп-pa воды на глубинах более 400 м к С. от порога ок. -1°С, к Ю. от него ок. 8°С.



ГРЕНЛАНДСКО-КАНАДСКИЙ ПОРОГ, возвышение дна, протягивающееся поперёк прол. Дейвиса между подводными склонами Гренландии и о. Баффинова Земля. Дл. ок. 75 км. Наибольшая глуб. 642 м. Препятствует глубинному водообмену между морем Баффина и Атлантич. ок. В результате глубинные слои моря Баффина заполнены холодной водой, погрузившейся с поверхности в зимний сезон.



ГРЕНОБЛЬ (Grenoble), город в юго-вост. части Франции, в обл. Дофине, живописно расположен в долине р. Изер при впадении в неё р. Драк, в окружении гор. Адм. ц. департамента Изер. 162 тыс. жит. (1968). Трансп. узел. Электро-технич., хим., бум., пищ. пром-сть, произ-во перчаток. Близ города крупные ГЭС. В Г. ун-т, ин-т ядерных исследований. Центр альпинизма и зимних видов спорта. В Г. происходили 10-е зимние Олимпийские игры (1968).

На горе над прав. берегом - форт Рабо (15 в.).

Узкие улицы старых кварталов Г., богатого архит. памятниками (крипта Сен-Лоран, кон. 8 в.; собор Нотр-Дам, 11- 13 вв.; церковь Сент-Андре, 13 в.; Дворец юстиции, 15-16 вв.; ратуша, 16 в.), соседствуют с широкими магистралями и эффектными сооружениями сер. 20 в. (Новая ратуша, арх. М. Новарина; Дворец выставок, арх. К. и Ж. Пруве; Дом культуры, арх. А. Воженски; интересные архит.-пространств. решением жилые р-ны); к зимним Олимпийским играм 1968 построены "Ледяной дворец" (арх. Р. Демартини, П. Жюнийон), олимпийская деревня (арх. М. Новарина). В Г.- Музей изящных иск-в, Музей Стендаля.

Лит.: Veyret P. et G., Grenoble capitale alpine, Grenoble, 1967.

ГРЕПП (Grepp) Улав Кюрре (6.8.1879, Брённёсунн, пров. Хельгеланд,- 15.8.1922, Осло), деятель норвежского рабочего движения. В кон. 90-х гг. 19 в. вступил в Норв. рабочую партию (НРП). В 1912 был избран в состав её ЦК, в к-ром представлял левое, революц. крыло партии. С 1918 пред. НРП. Г.- один из зачинателей коммунистич. движения в Норвегии. В 1919-22 чл. ИККИ.

ГРЕСЛИ (Gressly) Аманц ,(17.7.1814, близ Лауфена, -13.4.1865, Валлау), швейцарский геолог. В работе "Геологические наблюдения Золотурнской юры" (1838-41) изложил основы учения о фациях, к-рыми он называл различные петрографич. виды любых отложений и связанные с ними изменения в характере фауны. По данным фациального анализа, Г. впервые составил палеогеографич. карты. В 1861 дал краткую экологию фауны Средиземного м. ("Воспоминания натуралиста в Южной Франции") как основу для установления прошлых условий жизни различных ископаемых мор. животных; это направление он назвал "палеонтологической биологией".



ГРЕСХОФ (Greshoff) Ян (р. 15.12.1888, Ньив-Хелвут), нидерландский поэт, критик. Перед 1-й мировой войной 1914-18 выступил со стихами, воспевавшими одиночество и смерть ("Запущенный пруд", 1910). В поэме "Обращённый Икар" (1938) Г. создал символич. образ правдоискателя. Тема социального неравенства воплощена в сб-ках "Камни вместо хлеба" (1939), "Тайны фабрики" (1941), "Муза, моя подруга" (1943). В послевоен. стихах звучат индивидуалистич. ноты (сб. "О последних вещах", 1958). В критич. статьях Г. отмечал упадок бурж. культуры.

Соч.: Verzamelde gedichten (1907 - 1967), 2 druk, 's-Gravenhage - Rotterdam, 1967.

Лит.: Schepers J., Greshoff, een studie, [s.l.], 1938; Moreland R. J., Portrait of a Dutch poet, 's-Gravenhage, 1948,

A. H. Орлов.



ГРЕТРИ (Gretry) Андре Эрнест Модест (8 или 11.2.1741, Льеж,-24.9.1813, Монморанси, близ Парижа), французский композитор. Бельгиец по происхождению. Чл. Ин-та Франции (1795).Музыке учился у отца, скрипача Франсуа Г., и у др. музыкантов Льежа. В 1759-66 совершенствовался в Италии (в 1765 выдержал экзамен Болонской муз. академии). С 1767 жил в Париже. Один из инспекторов Парижской консерватории с момента её основания (1795). Творчество Г., развивавшееся под влиянием эстетики энциклопедистов, особенно Ж. Ж. Руссо,- значит. этап в истории франц. комич. оперы 18 в., оно подготовило почву для франц. лирич. оперы 19 в. Г. создал ок. 60 опер (либретто мн. из них написаны Ж. Ф. Мармонтелем и М. Ж. Седеном), в т. ч. "Гурон" (1768), "Люсиль" (1769), "Самнитские браки" (2-я ред. 1776). Одна из популярных опер Г.- "Ричард-Львиное Сердце" (1784), предвосхищает мн. черты жанра "оперы спасения" (см. Опера). Композитору принадлежат оперы на народно-патриотич. и революционные сюжеты -"Пётр Великий" (1790), "Вильгельм Телль" (1791), "Праздник Разума, пли Республиканская избранница" (1794), а также инструментальные произв. (симфония, квартеты и др.). Написал неск. муз.-лит. работ. Его "Мемуары" - яркий образец эстетики франц. сентиментализма.

Соч.: Memoires, ou Essais sur la musique, v. 1 - 3, P., 1796-97; в рус. пер. - Мемуары, или Очерки о музыке, т. 1, М.- Л., 1939.

Лит.: Роллан Р., Собрание музыкально-исторических сочинений, т. 4-Музыканты прошлых дней, пер. с франц., М., 1938; Левашева О., Оперная эстетика Гретри, в кн.: Классическое искусство за рубежом, М., 1966; Воbilliеr М., Gretry, sa vie et ses

oeuvres, par M. Brenet (Marie Bobillier)..., P., 1884; Wiсhmann H., Gretry und das musikalische Theater in Frankreich, Halle, 1929; Dеgeу M., A. M. Cretry, [Brux., 1939]; Marsick P. L., A. M. Cretry, Brux., 1944.

C.М. Грищенко.

ГРЕХОВА Евдокия Исаевна [р. 10(23). 2.1907, дер. Порфировка, ныне Куйбышевского р-на Татарской АССР], новатор с. х-ва, бригадир-животновод племхоза "Караваево" Костромского р-на Костромской обл. (1936-61), дважды Герой Социалистич. Труда (1948, 1951). Чл. КПСС с 1941. В 1927-36 работала дояркой в племхозе "Караваево". В 1947 получила за год в среднем от каждой из 16 коров по 5954 кг молока (214 кг молочного жира); в 1948 от каждой из 24 коров по 6859 кг молока (250 кг молочного жира), в 1949- от каждой из 58 коров по 6446 кг молока (243 кг молочного жира) и в 1950- от каждой из 44 коров по 7178 кг молока (264 кг молочного жира). С 1962 на пенсии. Награждена 5 орденами Ленина, орденом "Знак Почёта", медалями, а также медалями ВСХВ.



ГРЕЦИЗМЫ, слова, вошедшие в русский язык из греческого языка византийского периода (через славянские переводы религиозных книг), и термины, образованные из греческих корней и аффиксов. Г. представляют собой церк. лексику ("лампада", "ангел", "епископ", "ладан", "икона"), христ. личные имена (Андрей - "муж", Георгий - "земледелец", Евгений - "благородный"), термины наук и искусств ("история", "философия", "драма", "трагедия", "мелодия"). Большое количество совр. науч. терминов состоит из греч. корней и аффиксов (ген < греч.[0715-12.jpg] - "род", моно-<греч. [0715-13.jpg]-"один", псевдо-<греч.[0715-14.jpg]-"ложь", психо-<греч. [0715-15.jpg] - "душа", син-<греч.[0715-16.jpg]-"вместе", фоб-<греч. [0715-17.jpg] - "страх"). Так образованы термины: "автогенный", "монотип", "псевдоним", "психология", "синхронный", "гидрофобия" и т. п. Лит.: Покровский М. М., Семасиологические исследования в области древних языков, М., 1895; Юшманов Н. В., Элементы международной терминологии. Словарь-справочник, М., 1968.



ГРЕЦИЯ Древняя, Эллада (греч. Hellas), общее назв. территории др.-греч. гос-в, занимавших Ю. Балканского п-ова, острова Эгейского м., побережье Фракии, зап. береговую полосу М. Азии и распространивших своё влияние в период греч. колонизации (8-6 вв. до н. э.) на терр. Юж. Италии, вост. Сицилии, юж. Франции, на сев. побережье Африки (в Киренаику), проливы и побережья Чёрного и Азовского морей, куда были выведены греч. колонии.

Исторический очерк



Эпоха камня в Г. Становление и формирование родового строя (ок. 100 тыс.- ок. 2900 до н. э.). О заселении терр. Г. человеком свидетельствуют археол. раскопки, обнаружившие палеолитич. стоянки на терр. от Македонии до Элиды, относящиеся к периоду ср. палеолита (ок. 100-го -40-го тыс.). К этому времени относится череп неандертальского человека, найденный на п-ове Халкидика. В период неолита (ок. сер. 7-го тыс.- ок. 2800) население Г. освоило земледелие, занималось скотоводством, ведя оседлый образ жизни. В этот период родовой строй, складывавшийся ещё в эпоху среднего палеолита, достиг полного развития. Неолит представлен в сев. Г. культурами Сескло, Димини и Ларисы [для неё характерны укреплённые поселения на холмах, появление мегарона (прямоугольное помещение с узкой фасадной стороной и деревянными колоннами, в центре - очаг), чёрная и серая керамика наряду с полихромной керамикой с рисунками в два цвета (обычно чёрный и красный)]. В 5-4-м тыс. вырабатывались локальные варианты неолитич. культуры материковой Г., островов Эгейского м. и особенно Крита. На материке и островах отмечены передвижения племён. В этот период население Г. имело постоянные связи с сев. частью Балканского п-ова, побережьем М. Азии и Сирией.



Бронзовый век (ок. 28-ок. 12 вв. до н. э.). Возникновение раннеклассовых обществ. Культуру Г. эпохи бронзы (условно именуемую крито-микенской культурой, или эгейской культурой) хронологически принято делить на ранний, средний и поздний периоды. Различия культурной традиции отд. частей Г. позволили выделить геогр. варианты: культура Крита получила назв. минойской культуры, материковой Г.- элладской культуры, островов Эгейского м.- кикладской культуры.

Период ранней бронзы (ок. 2 8-ок. 21 в в. до н. э.). Этот период отмечен особым подъёмом островной Г. К сер. 3-го тыс. на мн. островах (на Спросе, Паросе, Мелосе, Китносе, Аморгосе и др.) была развита широкая добыча серебра, свинца и меди и изготовление металлич. посуды, оружия, орудий, украшений и ритуальных вещей. Одновременно наблюдался значит. прогресс в гончарном и строит. ремёслах. Мореходство во 2-й пол. 3-го тыс. связало всё побережье Эгейского м. Появились первые города: Полиохни на о. Лемнос, Агиос-Козмас в Аттике. Укреплённое поселение с дворцом (т. н. "Дом черепиц") на вершине холма в Лерне (Арголида) отражает рост власти племенных царьков на побережье юж. Г. На остальной терр. материковой Г. родовой строй сохранял полную силу. Между 2200-2000 племенные войны и передвижения уничтожили ряд процветавших центров на островах и материке. Этнич. состав населения в 3-м тыс. сложен: среди племён сначала преобладали пеласги, позднее их оттеснили и частью ассимилировали про-тогреческие племена. Среди протогреч. племён усиливались ахейцы и ионийцы. Период средней бронзы (ок. 20-17 в в. до н. э.). Этот период отмечен значит. прогрессом Крита в хоз. и социальной жизни. Здесь возникли небольшие раннерабовладельч. гос-ва (Кнос, Фест, Агия-Триада, Маллия). Быстро эволюционировало критское письмо: от пиктографического к иероглифическому (в 23-17 вв.). Ок. 18 в. была выработана новая система - т. н. слоговое письмо А. Создав большой флот, критяне подчинили себе ряд о-вов Эгейского м. Широкие торг. и дипломатич. связи с Египтом и гос-вами Передней Азии обеспечили Криту первенство в Эгейском бассейне.

Внутр. историю материковой Г. в 20 - 17 вв. характеризует сравнительно медленное развитие, способствовавшее устойчивости общинных отношений. Лишь с 17 в. началось формирование раннерабовладельч. гос-в Микен, Тиринфа, Пилоса и др. Открытые в Микенах погребения царских семей в больших колодцеобразных (т. н. шахтовых) могилах содержали огромное количество драгоценных вещей (оружие, украшения, золотые маски и т. д.), свидетельствуя об усилении значения власти ахейских династов уже в сер. 17 - кон. 16 вв.

Период поздней бронзы (ок. 16 - ок. 12 вв. до н. э.). Продолжался подъём критских гос-в. В т. н. новодворцовый период (ок. 1700-1450) перестроены и расширены дворцы Кноса и Феста, заново воздвигнут дворец в Като-Закро. Росли города, расширялись внешние связи. Мор. владычество (талассократия) критян этого времени сохранялось в памяти греков много веков спустя. Ок. 1470 тектонич. Катастрофа на о. Фера повлекла за собой губительное землетрясение на Крите. Разрушение городов и деревень, гибель населения и флота - все эти обстоятельства определили запустение острова. В Кносе дворец был восстановлен; приблизительно до 1380 здесь сохранялось небольшое гос-во.

Материковая Г. достигла наивысшего подъёма в 16-13 вв. Прогресс в земледелии и ремёслах повлёк рост населения. Междоусобия соседей, оборонит. и воен. союзы династов характерны для истории того времени. Это получило отражение в богатой легендарной традиции и в эпич. наследии ахейцев. Микенская культура ахейцев оказала влияние на соседние страны, в т. ч. и на Египет. Флоты царей Иолкоса, Микен, Пилоса, Фив и др. гос-в позволили ахейцам вести обширную заморскую торговлю ремесленными изделиями, к-рые иногда производились специально на вывоз. Для 15-14 вв. характерно широкое распространение ахейских изделий на В. (в Троаду и др. р-ны М. Азии, на Кипр, в Финикию, Сирию, Египет) и на 3. (в Сицилию и Юж. Италию). Усложнение гос. жизни ахейцев привело к развитию письменности: приспособив к своему диалекту критское письмо, ахейцы создали более совершенное, т. н. слоговое письмо Б. Документы хозяйственной отчётности (глиняные таблички) этого письма найдены во многих дворцах материковой и островной Г. Прочтённые М. Вентрисом и Дж. Чедвиком, эти таблички дают возможность характеризовать ахейские гос-ва как раннерабовладельческие. Крупнейшими землевладельцами были ахейские цари-ванакты и военачальники-лавагеты, применялись аренда и субаренда земли. Рабы-долой находились в разной степени зависимости от своих владельцев. Поселения были обложены натуральными податями. В 13 в. ахейские династы неоднократно предпринимали заморские походы. Приблизительно к 1200 относят учёные и поход ахейцев на Трою. Причины возникновения Троянской войны неясны; ахейцы разрушили богатый город. Поход греков воспет в поэмах "Илиада" и "Одиссея". С кон. 13 в. начинается быстрый упадок элладской культуры (опустение Пилосского дворца) (ок. 1200), Микен и Тиринфа (ок. 1120) и ряда поселений Арголиды. Вероятно, это было связано с большим напряжением, вызванным Троянской войной и междоусобной борьбой, а также сокращением мор. торговли со странами Востока в связи с передвижениями племён - т. н. "народов моря".



Период дорийского переселения - начало железного века. Дальнейшее формирование классовых обществ (ок. 11 - 9 вв. до н. э.). Ок. 1200 племенные вторжения охватили материковую Г. и острова, включая Крит. Из сев . р-нов вторглись новые греч. племена дорийцев, занявших часть земель в Ср. и Юж. Г. Только Афины смогли сохранить свою независимость, и туда бежала часть населения из побеждённых ахейских гос-в Пелопоннеса. Вторжение дорийских племён, живших ещё в условиях родового строя, повлекло за собой быстрый распад ахейских гос-в и оживление родовых отношений в греч. об-ве. Основой дальнейшего развития производит. сил стало постепенное распространение жел. орудий труда и вооружения. Дорийцы унаследовали от ахейцев и критян плуг, колёсные повозки, парусные суда, прессы, гончарный круг, др. орудия труда, зачатки архитектуры (особенно храмовой и крепостной). После дорийского завоевания в Г. сложились мелкие самостоятельные общины; у власти стояли басилеи, всюду усилилась родовая знать. Во многих р-нах собственность рода на землю стала основой землевладения. Покорённое местное население становилось собственностью родов завоевателей, распадавшихся на большесемейные общины. Процесс порабощения местного населения протекал неодинаково. В Спарте членам общины завоевателей - спартиатам - противостояли периэки - б. коренное население терр. Спарты, покорённое и оттеснённое к границам Лаконики; периэки сохраняли ограниченное самоуправление, занимались ремеслом и торговлей. Др. категорией зависимого населения в Спарте были илоты - покорённое спартиатами земледельч. население Мессении и др. областей; они считались собственностью гос-ва и были прикреплены к зем. участкам спартиатов. Подобные илотам категории зависимого населения существовали в Фессалии (пенесты), на Крите (клароты) и в др. областях Г. В Афинах закабаление земледельцев происходило путём долговой зависимости и концентрации земли в руках родовой знати - евпатридов.

К 9 в. греч. племена заселяли: эолийцы - Сев. Г., дорийцы - Ср. Г. и вост. часть Пелопоннеса, ионийцы - Аттику, ахейские племена, сохранившие самостоятельность, были оттеснены в Аркадию и Ахайю. Важнейшее событие этого периода - начало колонизации греками островов и побережья М. Азии: сев. р-ны заселялись эолийцами, центр. р-ны (Иония)- ионийцами, южные - дорийцами.



Возникновение и развитие полисного строя (8 - 6 вв.до н. э.). Дальнейшее распространение жел. орудий труда привело к выделению ремесленников. Отделение ремесла от земледелия означало переход к более широкому обмену, произ-ву на рынок, к развитию городов. Для городов Г. стало жизненно важным установление регулярных торг. связей и снабжение населения городов сырьём и недостающими продуктами питания. В городах скапливались обезземеленные крестьяне. Возрастала в то же время нужда в рабах. Экономич. необходимостью стал вывод колоний. Он был вызван прежде всего классовой борьбой внутри греч. городов-гос-в и проводился с целью смягчения резких социальных противоречий. В сер. 8 в. была выведена первая колония городов о. Эвбеи - Кумы (в Италии). Расцвет колонизации падает на 7-6 вв. Греч. колонии распространились по сев. побережью Эгейского м., вост. побережью Сицилии, побережью Тарентского зал. в Италии и продвинулись на побережье Чёрного м.

Только Милетом было осн. 75 колоний на Чёрном м. В результате греч.торговля уже в 6 в. приобрела междунар. характер; ремесленные изделия греков находили широкий сбыт и на зап., и на вост. рынках. В Г. поступали рабы; она ввозила хлеб и др. продукты питания, сырьё, предметы роскоши. Повсеместное распространение получили монеты, заимствованные греками у лидийцев в 7 в. Нек-рые города превратились в общегреч. религ. центры (Дельфы, Олимпия). Рост количества рабов в городах усиливал позиции рабовладельцев, связанных с торговлей, ремеслом и ден. х-вом. Однако осн. средство произ-ва - земля и политич. власть по-прежнему оставались в руках родовой знати, экономич. могущество к-рой базировалось на семейно-родовой собственности на землю и порабощении и закабалении мелких земледельцев. Борьба демоса против родовой аристократии и долгового рабства составляет гл. особенность периода 8-6 вв. В результате упорной борьбы демос добился в нек-рых городах Г. отмены долговой кабалы (напр., в Афинах в результате реформ Солона 594/593 до н. э.). Однако подавить сопротивление родовой знати проведению реформ было возможно лишь с помощью насилия. Такой силой стала тирания - единоличная власть, установленная путём вооруж. борьбы и опиравшаяся на движение крест. бедноты и поддержку торговцев и ремесленников. Раннегреч. тирания (7-6 вв.) характерна и для ряда городов материковой Г. [в городах Сикионе, Коринфе (тирания Кипсела, Периандра), Мегаре, позже - в Афинах (тирания Писистрата, реформы Клисфена)], и для городов Ионии [Милета, Эфеса, Самоса (тирания Поликрата)]. В результате реформ тиранов были ликвидированы экономич. и политич. привилегии родовой аристократии. В период 8-6 вв. до н. э. сформировалась особая форма социалыю-экономнч. и политич. организации др.-греч. общества - полис (город-гос-во) как коллектив свободных граждан, противостоявших рабам и др. категориям зависимого населения (кларотам, пенестам, илотам и др.), а также чужеземцам - метекам. Принадлежность к полису обеспечивала коллективу полноправных граждан право собственности на землю и рабов. В зависимости от степени победы земледельцев и ремесленников над родовой знатью конституция полиса была либо олигархической (напр., в Спарте, на Крите), либо демократической (напр., в Афинах). К кон. 6 в. до н. э. рабство широко распространилось в нек-рых высоко экономически развитых полисах (Коринф, Афины), где рабы и рабовладельцы стали антагонистич. классами. В то же время в ряде др. полисов (Спарта, полисы Крита, Аргос и др.) наряду с рабством в течение длит. времени сохранялись пережитки родового строя. В Ср. и Юж. Г. существовали ещё племенные земледельч. общины, в к-рых сохранялось натуральное земледельч. х-во и племенной строй (Фокида, Этолия, Акарнания и др.).

Между полисами развернулась борьба, вызывавшаяся различными экономич. и политич. причинами. В кон. 6 в. возникло первое крупное объединение городов - Пелопоннесский союз под главенством Спарты, созданный для объединения воен. сил Пелопоннеса (кроме Аргоса) и для организации помощи Спарте во время восстаний илотов.



Классический период рабовладельческого полиса. Кризис полиса (5 - первые три четверти 4 вв. до н. э.). 5 - 4 вв. до н. э. в истории Г. - период наивысшего экономич., политич. и культурного расцвета полисного строя. Хоз. систему экономически передовых торг.-ремесл. полисов в основном определял труд рабов, использовавшийся в ремесле (рабские мастерские), на рудниках, а также спорадически в с. х-ве. Мелкое крест. х-во и мелкое свободное ремесло играли значит. роль. Период расцвета Г. связан с возвышением Афин в результате победы афинской демократии в греко-персидских войнах (500-449) и создания в борьбе с персами Делосского союза во главе с Афинами (или Первого Афинского морского союза) из гос-в, расположенных на островах Эгейского м. и его сев., вост. и зап. побережьях. Время наибольшего могущества Афин, наибольшей демократизации политич. строя и расцвета культуры падает на годы правления Перикла (443-429). Однако этот период был сравнительно кратковременным. Превращение союзников в подданных, перенос всех важнейших дел в афинский суд, ограничение свободы торговли, взыскание подати - фороса, карательные экспедиции, выведение клерухий на терр. союзников вызывали стремление последних к освобождению, особенно со стороны олигархич. кругов. Одновременно назревал и конфликт внешнеполитич. характера: борьба Афин и Коринфа за торг. пути на 3., борьба Афин и Спарты за гегемонию в Г. Все эти противоречия привели к Пелопоннесской войне (431 - 404), к-рая охватила большинство греч. полисов. Война вскрыла всю непрочность Афинского союза и завершилась полным поражением Афин. Они лишились почти всех внеш. владений, флот был передан Спарте. Начался период спартанской гегемонии в Г.

Не только Афины, но и мн. греч. города вышли из войны ослабленными. Усиление имуществ. контрастов вызывало острые столкновения и вооруж. борьбу внутри полисов. В каждом городе образовались два лагеря: бедноты и богачей. Дальнейшее развитие рабства, обмена, ремесла, ден. х-ва начало подрывать основы гос. общины (полиса), экономич. базой к-рой было мелкое и среднее землевладение. Скопление денег в руках богатых метеков разрушало замкнутые рамки полисной экономики. Разорение крестьян и ремесленников создало в полисах бедноту, не находившую применения в сфере экономики. Была подорвана и воен. мощь полиса: нар. ополчение в ряде полисов заменяли отряды наёмников, т. к. война становилась единственно возможной профессией для бедноты. Постоянные междоусобные войны полисов ещё более усиливали их тяжёлое положение. В 395 началась развязанная Спартой Коринфская война (395 - 387); в войне Спарте противостояла коалиция гос-в (Афины, Коринф, Фивы и др.). Ослабление полисов и упадок финанс. х-ва ставили в тот период все полисы в зависимость от богатой Персии, к-рая фактически продиктовала воюющим сторонам условия мира (царский, или Анталкидов мир): Персия восстанавливала свою власть над малоазийскими городами, в Г. запрещались союзы городов, наблюдение и контроль за греч. городами передавались Спарте, политика к-рой выражалась в нарушениях автономии гос-в, в расправе с демократами, установлении олигархич. порядков. Спарта становилась гл. врагом греческой свободы и независимости. В Фивы был введён спартанский гарнизон, но фиванские демократы в 379 под руководством Пелопида и Эпаминонда изгнали спартанцев и восстановили существовавший ещё в 6 в. Беотийский союз. В 378/377 возник Второй Афинский морской союз для борьбы со Спартой, куда вошли и Фивы. В 371 в битве при Левктрах фиванцы нанесли спартанским войскам поражение, к-рое развеяло миф о непобедимости Спарты. После гибели фиванского полководца Эпаминонда в битве при Мантинее (362) закончился краткий период возвышения Фив, чему способствовало и враждебное отношение к Фивам Афин, напуганных их усилением. Однако попытка Афин установить во Втором Афинском морском союзе порядки, существовавшие в Первом союзе, встретила отпор союзников и привела к Союзнической войне 357-355 до н. э., закончившейся распадом союза.

В этот период на севере Г. возникла новая сила - Македония (см. Македония Древняя). К 346 македонским царём Филиппом II были завоёваны сначала Фессалия, затем Фокида, Халкидика и Фракийское, побережье. В Афинах и др. полисах Г. происходила борьба промакедонской (Исократ, Эсхин, Филократ и др.) и антимакедонской (Демосфен, Гиперид и др.) партий. Усилиями Демосфена против Македонии была создана коалиция греч. городов, потерпевшая, однако, полное поражение в битве при Херонее (338), где, по словам Ликурга, одного из руководителей антимакедонской партии, "вместе с телами павших была зарыта и свобода греков". Конгресс в Коринфе в 338-337, созванный Филиппом II, окончательно оформил подчинение Г. Македонии, на нём было объявлено о создании союза греч. гос-в во главе с Македонией. Во всех полисах был установлен олигархич. режим, поддерживаемый макед. гарнизонами.

Г. в период эллинизма и римского господства (кон. 4 в. до н. э.-4 в. н. э.).

Битва при Херонее и завоевания греко-македонской армии на В. под команд. Александра Македонского открыли период эллинизма. Монархия Александра Македонского распалась сразу после его смерти (323). Долгая борьба диадохов и их преемников - эпигонов привела к созданию ряда самостоят. эллинистич. гос-в (самыми крупными из них были монархии Селевкидов, Птолемеев и сама Македония). Для Г. эллинистич. периода характерно преобладание гос-в и союзов военизированного типа (Македония, Ахейский союз, Этолийский союз, нек-рый период - Спарта), продолжавших оспаривать господство в Г. В большинстве гос-в у власти находились олигархия или цари. Борьба гос-в во главе с Афинами против Македонии после смерти Александра (Ламийская война 323/322) закончилась победой Македонии и расправой с греч. демократами. После вторичного поражения в Хремонидовой войне (267-261; названа по имени афин. полководца Хремонида) Афины были разгромлены, став всецело зависимыми от Македонской монархии. Однако Македония не смогла восстановить свою власть над всем Балканским п-овом. Против неё боролись, то объединяясь друг с другом, то порознь, два новых могу-ществ. союза - Ахейский (возродившийся ок. 280) и Этолийский (созданный ок. 320). Ахейский союз охватывал б. ч. Пелопоннеса (кроме Спарты, к-рая вошла в союз после 192) и крупнейшие города (Сикион, Коринф, Мегара). В Этолийский союз, кроме Этолии, входили р-ны Ср. Г. (кроме Афин), юж. Фессалия и нек-рые др. города. Борьба преемников Александра, а позже Македонии и двух союзов за власть в Г. приводила к массовому разрушению городов, продаже жителей в рабство, заселению центров новыми колонистами. Опустошали греч. города и пираты, к-рых использовали этоляне, продавая им в рабство жителей захваченных городов (из одной только Лаконики было продано до 50 тыс. чел.). Результатом борьбы были медленная агония городов, разорение средних слоев греческого населения, рост бедноты, волнения которой становились обычным явлением (в Коринфе, Аргосе, Ми-лете).

После поражения, нанесённого римлянами Македонии в битве при Киноскефалах (197), римляне постоянно вмешивались во внутр. дела греков, поддерживая олигархич. слои против демократии. Летом 196 рим. полководец Фламинин провозгласил на Истмийских играх "свободу" греков, вера в к-рую на короткий срок сделала Рим популярным в Г. С этого времени Г. постоянно находилась под рим. влиянием. Македония утратила по-литич. значение, а в 148, после подавления восстания Андриска, была превращена вместе с Иллирией и Эпиром в рим. провинцию; Этолийский союз римляне распустили. В 146 был разгромлен и попытавшийся сопротивляться римлянам Ахейский союз; т. о., фактически Г. оказалась под властью Рима. С утверждением Римской империи (27 до н. э.) Г. была превращена в рим. пров. Ахайя (кроме Афин, номинально считавшихся свободным городом) и мало чем выделялась среди др. вост. пров. Римской империи. С 4 в. н. э. Г. составила ядро Вост. Рим. империи - Византии.

Источи.: Надписи и собрания документов - М и 1 1 е г С., Fragmenta hist9ricorum Graecorum, v. 1-5, P., 1841-70;. Dittenbergеr W., Orientes Graeci inscriptiones selectae..., v. 1-2, Lpz., 1903-05; его же, Sylloge inscriptionum Graecarum, 3 Aufl., v. 1 - 4, Lipsiae, 1915-24; Jacobу F., Die Fragmente der griechischen Historiker, Bd 1-3, В.- Leiden, 1923-61;. Tod M..N., A selection of Greek historical inscriptions, v. 1-2, Oxf., 1946 - 48; Ventris M. and Chadwick J., Documents in Mycenaean Greek, Camb., 1956.

Авторы - Гомер, Геродот, фукидид, Ксенофонт, Аристотель, Полибий, Плутарх (см. статьи о них).

Лит.: Маркс К. и Энгельс ф., Об античности, под ред. и с предисл. С. И. Ковалева, Л., 1932; Маркс К., формы, предшествующие капиталистич. производству, Маркс К. и Энгельс ф., Соч., 2 изд., т. 46, ч. 1; Энгельс ф.. Происхождение семьи, частной собственности и государства, Маркс К. и Энгельс Ф.. Соч., 2 изд., т. 21; Тюменев А. И., Очерки экономической и социальной истории древней Греции, т. 1 - 3, П., 1920 - 22; Древняя Греция, под ред. В. В. Струве и Д. П. Кал-листова, М., 1956; Сергеев В. С., История древней Греции, 3 изд., М-, 1963; Валлон А., История рабства в античном мире, пер. с франц., М., 1941; The Cambridge ancient history, v. 3 - 10, 1929 - 34, new ed., v. 1 - 2, 1961; Meyer Ed., Geschichte des Alter-tums.Bd 2 -5, Stuttg., 1893-1902 (Neuausgabe von H. E. Stier, Bd 2 - 5, Basel, 1953 - 58); В e 1 о с h К. J., Griechische Geschichte,2 Aufl., Bd 1-4, Stras.-B.- Lpz., 1912-1927; Miсhe11 H., The economics of ancient Greece, N. Y., 1940; Westermann W. L., The slave systems of Greek and Roman antiquity, Phil., 1955; Вengtsоn H:, Griechische Geschichte von den Anfangen bis in die romische Kaiserzeit, 2 Aufl., Munch., 1960; Hammond N. G. L., A history of Greece to 322 В. С., 2 ed., Oxf., 1967; Лурье С. Я., Язык и культура Микенской Греции, М.- Л., 1957; Ленцман Я. А., Рабство в микенской и гомеровской Греции, М., 1963; Блаватская Т. В., Ахейская Греция во втором тысячелетии до н. э., М-, 1966; Matz F., Kreta, Mykene, Troja,3 Aufl., Stuttg., 1957; Starr Ch. G., The origins of Greek civilization 1100-650 В. С., L., 1962; Колобова К. М., Из истории раннегреческого общества (о. Родос IX-VII вв. до н. э.), Л., 1951; её же, Древний город Афины и его памятники, Л., 1961; 3ельин К. К., Борьба политических группировок в Аттике в VI в. дон. э., М., 1964; Вёrard J., L'expansion et la colonisation grecques jusqu'aux guerres mediques, P., 1960; Graham A. J., Colony and mother city in Ancient Greece, Manch., [1964]; Бузескул В. П., Афинская демократия, [Хар.], 1920; Grundу J. В., The great Persian war and its preliminaries, L., 1901; Henderson B. W., The great war between Athens and Sparta, L., 1927; Jones A. H. M., Athenian democracy, Oxf., 1957; Z i m-mern A., The Greek commonwealth, 5 ed., [L., 1961]; Ранович А. Б., Эллинизм и его историческая роль, М-- Л., 1950; Дройзен И. Г., История эллинизма, пер. с франц., т. 1 - 3, М., 1890-93; Каеrst J., Geschichte des Hellenismus, 2 - 3 Aufl., [Bd] 1-2, Lpz.- В., 1926-27; Rоstpvtzeff M., The social and economic history of the hellenistic world, v. 1 - 3, Oxf., 1941; Тоуnbee A. J., Hellenism, N. Y. -L., 1959. К. М. Колобова.



Воспитание и просвещение

В зависимости от условий развития др.-греч. полисов сложились различные системы воспитания и образования, из к-рых наиболее известны афинская и спартанская. Система воспитания, сложившаяся в Афинах, была более разносторонней и демократичной; она предусматривала сочетание умственного, нравственного, эстетического (т. н. мусическое воспитание) и физического (гимнастического) воспитания. До 7 лет мальчики воспитывались дома; затем они посещали грамматические школы, где обучались чтению, письму и счёту, и позже (или одновременно) - кифаристские школы, где учились музыке. С 12-13 лет мальчики переходили на палестру, где получали физич. воспитание, упражняясь в пятиборье. Более состоятельные родители, готовя своих детей к общественной деятельности, посылали их потом в гимнасии.

В Спарте контроль гос-ва над воспитанием начинался с первых дней жизни ребёнка: новорождённых осматривали члены герусии и отбирали для гос. воспитания только здоровых детей (хилых и болезненных, по преданию, сбрасывали в пропасть Тайгетского хребта). До 7 лет дети воспитывались дома. Существовавшая с сер. 6 в. до н. э. система гос. школьного обучения была обязательна для каждого спартиата от 8- до 20-летнего возраста. Подобная же система существовала с 5 в. до н. э. на Крите, в Фуриях и в Трезене. В этих школах велось преим. военно-спортивное и общественно-религ. обучение. В Астипалее, Микалессе, на Хиосе и в др. полисах в 5 в. до н. э. были и частные школы. Эти школы с одним учителем имели определённую специализацию, поэтому дети от 6-7 и до 14 лет посещали обычно не одну школу, а несколько - для обучения разным предметам. Занятия происходили в частных зданиях. Ученики писали на вощёных табличках, позднее на папирусе. Чтение (после усвоения грамматики) сводилось преим. к ознакомлению с классич. произведениями. Обучение арифметике, чтению и письму происходило одновременно (т. к. цифры изображались буквами).

Дальнейшее образование дети 13-15 лет получали в гимнасии. В Аттике гимнасии были организованы преим. частным порядком, хотя и под наблюдением выборных гос. лиц - гимнасиархов. В вост. Г. и особенно в Ионии обучение в школах, доступное для всех свободнорождённых, велось педагогами (оплачивались за счёт общества) и было рассчитано на два года. В нек-рых местах (напр., в Пергаме и Теосе) существовали подобные школы для девочек, в к-рых их обучали преим. музыке и лит-ре. Гимнасии распространились по всей Г. Они продолжали существовать и после утраты греками политической самостоятельности. Юноши в возрасте 18-20 лет проходили подготовку в эфе-бии. Зачатками высшего образования в Г. можно считать кружки, группировавшиеся вокруг крупных учёных (риторов, софистов, медиков и др.). "Школы" в этих случаях именовались по имени учёного или месту обучения (Академия - школа Платона, школа киников Антисфена и Ликей Аристотеля в Афинах и др.).

Образование в Г., как правило, было доступно не только свободным, но иногда и вольноотпущенникам (многие педагоги, крупные риторы и философы были рабского происхождения). По мере распространения школьного просвещения значит. развитие в Г. получила педагогика, преим. как теория системы образования (Платон, Аристотель, Демокрит). В Г. возникла и получила распространение идея гармонично развитого человека. Греч. образование и его педаго-гич. теория неоднократно менялись на протяжении истории. В период самостоят. развития греч. полисов физич. воспитание и воен. обучение занимали не только в Спарте, но и в демократич. общинах важное место. После завоевания Г. сначала Македонией (кон. 4 в. до н. э.), потом Римом (сер. 2 в. до н. э.) физич. воспитание всё более уступало место гуманитарному образованию. В этот период наиболее известные центры высшего образования сосредоточились в городах, обладавших большими библиотеками (в Александрии, Пергаме, на Родосе, в Антиохии, на Оронте и др.). Система др.-греч. образования легла в основу не только римского, но и позднейшего европейского и арабского.

Лит.: Бузескул В. П., Античность и современность, 3 изд., Л., 1924; Медынский Е. Н., История педагогики, М., 1947; Жураковский Г. Е., Очерки по истории античной педагогики, 2 изд., М., 1963; Giгаrd Р , L'education athenienne au V et au VI siecle avant J. C., 2 ed., P., 1891; Кhauth W., Die spartanische Knabenerziehung im Lichte der Volkerkunde, "Zeitschrift fur die Geschichte der Erziehung und des Unterrichts", 1933, H. 3; Мооrе Е. С., The story of instruction. The beginnings, N. Y., 1936; Marrou H. J., Histoire de 1'education dans 1'antiquite, P., 1948.

Л. А. Елъницкий.



Древнегреческая культура

Достигнутое в греч. полисах значит. развитие горного дела и металлургии, строит. техники, керамич. и текст. произ-ва и др. способствовало широким торг. связям между различными частями греч. культурного мира, разбросанного по Средиземноморью, обеспечило успех греч. колонизации, прочно связавшей Элладу со странами Бл. Востока, Сев. Африки и средиземноморского северо-запада. Деловой активности и обмену опытом между греч. полисами содействовало распространение письменности на основе алфавитного письма, сделавшего грамотность достоянием сравнительно широких обществ. слоев. Всё это способствовало бурному развитию науки, лит-ры и изобразительных иск-в, мало связанных религ. ограничениями, и наложило, при чрезвычайном разнообразии всякого рода местных особенностей культурного развития, совершенно своеобразную и неповторимую печать на всю древнегреч. культуру, сделав её основой и в определённом смысле непревзойдённым образцом для дальнейшего культурного развития человечества.



Мифология и религия. Мифология Древней Г. прошла длительный путь развития. На ранних стадиях развития (в период матриархата) греч. мифология характеризовалась стихийными, уродливыми формами, т.е. имела черты ярко выраженного хтонизма (от греч. chthon - земля, к-рая, по мифологич. воззрениям, порождала все эти чудовища). В эпоху первобытнообщинного строя в мифологич. религ. представлениях древних греков большое значение имели тотемистические, фетишистские и анимистич. представления о неотделимости духовной сущности предметов от них самих (напр., бог Зевс представлялся орлом, лебедем, молнией,громом и т. д.; Афина- совой или змеей). В последующем эти представления сохранились в виде отд. рудиментов (напластований различных эпох), когда животные или неодушевлённые предметы выступали уже как атрибуты или временные вместилища бога (напр., принятие Зевсом вида орла или быка, эпитет Афины - "совоокая"). В период матриархата ещё не было определённой иерархии богов. Задолго до появления т.н. олимпийской мифологии существовало множество местных богов, к-рые почитались в отд. общинах и не имели всеобщего значения. По мере оформления олимпийской мифологии в период патриархата имена этих богов или места их почитания становились лишь новыми эпитетами того или иного бога (напр., Зевс Трофоний, Артемида Эфесская, Аполлон Дельфийский и т. д.). Наивысший расцвет греч. мифологии относится ко 2-му тыс. до н. э., когда окончательно оформился олимпийский пантеон богов, живущих на "снежной" и "мно-гоущельной" горе Олимп и подчинённых власти одного бога - "отца людей и богов" Зевса. Каждое олимпийское божество обладало своей строго определённой функцией: Афина - богиня войны, высших родов искусства, ремесла, охранительница городов и стран, Гермес - бог торговли, Артемида - богиня охоты, Афродита - богиня любви и красоты и т. д. Олимпийская мифология характеризуется ярко выраженным антропоморфизмом (боги и демоны в религ. и мифологич. представлениях древних греков обладают физич. телом, имеют самые обыкновенные человеческие качества и даже пороки и недостатки). Вместо прежних сказаний о чудовищах появляются мифы о героях(Геракле, Тесее и др.), к-рые борются с этими чудовищами и уничтожают их. Однако этот антропоморфизм, свидетельствующий о растущей власти человека над природой, характеризует только определённую, исторически преходящую ступень в развитии греч. мифологии. С разложением общиннородовых отношений, с зарождением науч. знания наивный мифологич. антропоморфизм исчезает. Уже у др.-греч. поэтов Гесиода и Пиндара Зевс лишается антропоморфных качеств и превращается в образ, олицетворяющий принцип мировой справедливости; в "Прикованном Прометее" Эсхила Зевс изображается в виде мирового деспота, человеконенавистника, представителя слепых и неразумных сил. Теряют антропоморфные качества и становятся более абстрактными также и др. образы старой мифологии. В пределах рабовладельч. формации греч. мифология прошла период классики, являясь носителем и выразителем полисной идеологии, и период эллинистическо-римский, когда она превратилась в лит. и художеств. приём, в аллегорию или метафору. Параллельно с развитием греч. мифологии развивается и формируется греч. религия, т. е. вера в сверхъестеств. силу богов, закреплённая системой культов и обрядов. Культовая практика древних греков сводилась в основном к жертвоприношениям и молитвам, к-рые проходили, как правило, в храмах, посвящённых тем или иным божествам. Нарядус официальной гос. религией в Г. были распространены и богослужения, открытые только для посвящённых,- мистерии (элевсинские в честь Деметры, орфические в честь Диониса, культ каби-ров - подземных богов, и т. д.). Греч. мифология и религия восприняли нек-рые предания народов Др. Востока (гл. обр. хеттов и финикийцев), с Востока в греч. пантеон проникли отдельные божества и герои.

Человечные, проникнутые чувством гармонии и меры образы греч. мифологии стали почвой для развития антич. иск-ва. Она оказала воздействие на формирование др.-римской религии и мифологии. Как и вся греч. культура, она была широко использована идеологами Возрождения, играла значит. роль и в следующие эпохи, получая различную интерпретацию в науке и иск-ве.



Философия. Греч. философия возникла в процессе усвоения заимствованныху народов более древних цивилизаций Востока физич., математич., астроно-мич. и др. знаний и в процессе переработки древней мифологии в иск-ве, в поэзии; философия разрушала мифологич. представления о мире и человеке. Её занимал прежде всего вопрос о происхождении Вселенной или вообще о природе вещей; космологией обосновывались психология и этика. Космологизм составлял специфич. особенность др.-греч. философии, отличавшую её от ср.-век. и ново-европ. философии.

Филос. школы греков были свободными объединениями, в к-рых вокруг главы школы собирались единомышленники, ученики. Первой из таких школ была милетская школа (6 в. до н. э.), основанная Фалесом, высказавшим мысль о единстве материи как общей основы сущего. Для милетской школы характерно представление о том, что все вещи должны были произойти из единого вещественного начала. Первоначальная стихия воплощает в себе осн. черту мира вещей - его непрерывное становление. Такой стихией Фалес считал воду. Его последователь Анаксимандр принимал в качестве основы всего сущего хаотическое "беспредельное" (апейрон), движущееся извечно и заключающее в себе противоположные начала, из к-рых слагаются миры. Анаксммен характеризовал эту беспредельную и неопределённую стихию как воздух: все вещи образуются из него путём сгущения и разрежения и он оживляет всё своим дыханием как душа. К этому направлению примыкал ряд философов 5 в. (Гиппон, Идей, Диоген Аполлонийский). Другой ранней школой др.-греч. философии являлся пифагореизм (осн. Пифагором, 6 в.). Пифагорейцы считали началом всего сущего число. Вначале вещи отождествлялись с числами, позже числа осмыслялись как принципы и причины вещей. В числе осуществляется синтез единства и множества, и оно является основанием всякой меры, гармонии и пропорциональности. Наряду с беспредельным пифагорейцы принимали предел, а Вселенная рассматривалась как гармонич. объединение противоположных начал через число. Последователи Пифагора-Филолай, Архит, Лисий, Еврит и др. (5-4 вв.) - развили своеобразную систему музыкально-математически-астрономич. космологии, к-рая, развиваясь в течение двух веков существования пифагорейской школы, была затем во многом унаследована платоновской Академией. Мысль о едином неизменном начале всего была оформлена мыслителями элейской школы (6-5 вв.) в учение о вечности истинно-сущего бытия. Основателем элейской школы был поэт Ксенофан из Колофона. Законченную форму учение элеатов получило у Парменида, учившего об истинно-сущем как о едином, вечно-неизменном, неподвижном бытии, к-poe не может ни происходить из ничего, ни обращаться в ничто. Есть одно положительное бытие, небытия же нет; а потому поистине нет множества вещей, нет происхождения и уничтожения и нет движения, ибо они предполагают небытие в пространстве (пустоту) и во времени. Множественный мир чувственных ощущений сам по себе неистинен. Мелисс и Зенон (5 в.) развили это учение в поле-мич. форме. Известные апории Зенона раскрывают противоречия, присущие самим понятиям множества, величины, места, движения. Учение Гераклита Эфесского является ярким образцомранней диалектики древнегреч. философии. В духе представлений ионийской натурфилософии о всеобщей изменчивости всех вещей Гераклит развил учение о вечно живом огне как начале всего, о борьбе противоположностей, в к-рой обретается согласие, возникает единый согласованный космос. Единство, к-рое есть борьба противоположностей,- это логос, слово, вечный закон космоса. В 5 в. до н. э. возникли космогонич. и на-турфилос. учения, стремившиеся рассмотреть действительную множественность вещей и начало движения. Таково учение Эмпедокла, к-рый в качестве начальных принимает четыре неизменные стихии: огонь, воздух, воду и землю. Соединение и разложение этих стихий действием Любви и Вражды приводят к возникновению и гибели вещей; Любовь и Вражда выступают как невеществ. причины движения. В учении Анаксагора в качестве причины и начала движения также выдвигается невещественный всеобъемлющий Ум (нус). Наряду с ним принимается множество материальных элементов, носителей различных качеств,- "гомеомерии", к-рые содержат в себе, каждая по-своему упорядоченная, все существующие качества вещей. Представители школы мате-риалистич. атомизма Левкипп и Демокрит из Абдеры (5-4 вв.) положили в основание всего сущего атомы, движущиеся в пустоте. Атомы, будучи неизменными, вечными, непроницаемыми и неделимыми, различаются по объёму и фигуре и этим обусловливают различия явлений. Демокрит проводил мысль о причинном порядке всех явлений, о возможности достигнуть достоверного знания, отличного от субъективных мнений. Он синтезировал в своём учении большой запас современных ему естеств.-исторических знаний, разработал этическое учение, оказавшее впоследствии влияние на Эпикура.

В 5 в. филос. мысль Г. концентрировалась в Афинах, ставших после греко-персидских войн экономич., политич. и куль-турным центром Г. Развитие в это время демократич. учреждений обусловило необходимость подготовки образованных людей, владеющих техникой политич. и судебного красноречия, сведущих в вопросах политич. жизни. Появились учителя таких знаний, к-рых называли софистами. Софисты популяризировали философию, продвинули вперёд риторику (Гор-гий), грамматику и стилистику (Продик и др.), размышляли о нравств. законах и политич. учреждениях (Гиппий, Фраси-мах и др.). Филос. направление, именуемое софистическим, характеризовалось эклектизмом и скептицизмом. Это было связано с тем, что предшествующие течения греч. философии, вводя начало сущего, в к-ром реализуется единство космоса, приводили к мысли о том, что чувственный мир не обладает подлинной действительностью. Отвлечённые начала ранних греч. философов не дают возможности познания реальности. Познание изменчивого мира явлений даёт только мнение. Софисты, рассматривавшие именно чувственный мир в его явлениях, должны были прийти к выводу об относительности понятий человека о природе. Мерой всех вещей становится человек, его восприятие и оценка, как учил Про-тагор (5 в.). Это привело либо к скептич. отношению к человеческому знанию вообще, либо к попыткам эклектич. комбинирования древних космологич. систем.

Новый период др.-греч. философии начался с Сократа (5 в.). Он отказался от исследования космологии, но, с др. стороны, отверг релятивизм софистов и перенёс исследование в нравств. область, стремясь найти всеобщее и безусловное знание не в чём-то внешнем, а в себе самом. Самопознание есть начало мудрости и истинной человеческой деятельности, теоретической и практической. Обличая мнимое знание, Сократ отыскивал универсальное начало разумного познания. Он утверждал нравств. достоинство человека как свободно-разумного существа, долженствующего осуществлять высшую правду. Сократ не основал школы, но его последователи, после смерти Сократа, по-разному истолковывая его учение, основали ряд филос. школ (сократич. школы, 4 в.). Мегарская школа, основанная Евклидом (Евбулид, Алексин, Диодор Крон, 4 в.), развила формальную диалектику Сократа. Тот же характер носила элидо-эритрейская школа (основатель Федон). Антисфен основал школу киников, Аристипп - киренскую школу. Для обеих последних характерно отрицание возможности и полезности разумного познания, ограничение философии практич. мудростью. Высшую цель, с к-рой следует сообразоваться, они понимали различно. Киники видели её в добродетели, состоящей в самоосвобождении от страстей и потребностей (апатия), киренаики же - в наслаждении (Аристипп) или в отсутствии страданий (Гегесий), Наиболее плодотворное развитие сократовская идея совершенного разума как источника истинного знания получила в учении Платона, где она преобразуется в умозрительный идеализм.

Учение Платона представляет собой синтез досократовского направления др.-греч. философии (пифагорейцы, Гераклит, Парменид), стремившегося осмыслить изменчивый и множественный мир явлений как всеобъемлющее единство бытия, и учения Сократа о совершенном разуме. Основанием истинного знания у Платона оказывается целокупность идей, к-рая в своём единстве (как идея блага) выступает как некое высшее бытие, истинное бытие. Эта целокупность идей, сущая истина, воплощается в виде множественного чувственного мира, связываясь с др. началом-относительным небытием. Небытие есть условие реализации мира идей в мире явлений, но последний, рождённый и потому несущий в себе небытие, уже не является подлинным. Истинность, как и само существование, он получает лишь благодаря причастности идеям. Человеческое познание объясняется причастностью этой сущей истине души человека, к-рая, будучи бессмертной, хотя и подверженной круговороту, изначально родственна высшему бытию. Само познание истины Платон понимает как воспоминание того, что душа созерцала до рождения. Этич. учение Платона содержит в себе, с одной стороны, созерцат. аскетизм, с другой - стремление к усовершенствованию человеческого общества (реформа нравов, воспитания; утопия гос-ва, в к-ром господствуют философы). В последний период жизни Платона его философия всё более сближается с пифагорейской мистич. математикой. Этот характер унаследовала после его смерти Академия платоновская в лице его ближайших преемников - Спевсиппа, Ксенократа и др.

Аристотель, ученик Платона, осн. в 335 до н. э. самостоят. школу (Ликей). Присоединяясь к Платону в принятии идеальных общих начал, мыслимых в нашем разуме, Аристотель, однако, не противопоставляет их действительности. Как действит. причины и начала вещей идеи суть живые "энергии", к-рыми должно определяться всякое движение, развитие, сама реальность. Нет в действительности отвлечённой материи (абсолютно бесформенной потенции), нет и чистых идей - они осуществляются в реальных вещах. Природа - это естеств. градация единичных вещей, или "субстанций", за пределами к-рой пребывает как её верхняя граница божеств. разум, неподвижный перводвигатель мира, а как нижняя - неопределённое вещество, способное принять любую форму. Это учение о бытии Аристотель положил в основу синтеза, охватывающего огромный круг знаний о природе и обществе. Логич. работы Аристотеля в течение двух тысячелетий служили базисом логич. исследований. Естественноисторич. произведения Аристотеля представляют собой широкую систематизацию изучения природы. Начатую Аристотелем работу в области истории и естествознания продолжали его ученики: Теофраст (классич. ботаника, история физики, этич. трактаты и др.), Евдем (этика, история наук), Аристоксен (теория музыки), Дикеарх (история культуры Греции).

Обществ.-политич. кризис греч. полисов, образование обширных военно-монар-хич. гос-в вызвали в кон. 4-3 вв. глубокие изменения в умств. жизни др.-греч. общества. Если прежде активное участие в политич. жизни сознавалось как долг гражданина, то в этот период такое сознание вытеснялось мыслью о том, что отд. личность не может противостоять общей необходимости мирового порядка, включающего и политич. деятельность человека. Задача философии - определение таких принципов личного поведения, к-рые могли бы доставить мыслителю наивысшее доступное ему благо. На первое место выдвигались вопросы этики, опирающейся, однако, на учение о природе и учение о знании. В учении о знании кризис др.-греч. философии этого периода привёл к распространению филос. скептицизма. Из возникших в 4-3 вв. филос. школ преобладающее влияние получили стоицизм (основатель Зенон из Китиона), школа Эпикура и скептицизм. В центре учения стоиков (в систематич. форме изложено Хрисиппом, 3 в.) - этический принцип повиновения мировому закону. Единую мировую силу, к-рая есть бог, но по своему внутр. закону превращается в мир, стоики вслед за Гераклитом ищут в огне. Огонь есть и первовеще-ство, и мировая душа, вседвижущий и всеобразующий разум. Человек включён в разумное единство природы, и его добродетель состоит в подчинении своей воли правильно познанному закону природы. Поведение человека, следующего разумной необходимости, должно определяться благом мирового целого, но подняться до его познания можно лишь при условии воздержания и самообладания. Учение Эпикура также характеризуется преим. вниманием к проблемам этики. Развивая материалистич. атомизм Демокрита, Эпикур выдвинул гипотезу о самопроизвольном отклонении атомов от прямой траектории и использовал её не только в космологии и физике, но и в этике, рассматривая это отклонение как минимум свободы в рамках причинной связи явлений природы. На этой основе Эпикур построил учение о человеке, о душе, а также этику, идеалом к-рой является невозмутимость мудреца, следующего только необходимым и естеств. потребностям. Наиболее значит. из последователей Эпикура был рим. философ Лукреций Кар.

Для др.-греч. скептицизма (Аркеси-лай, Карнеад, 3-2 вв.), позднее Энесидем и Секст Эмпирик (ок. 200 н. э.) характерны идеи: 1) достоверности ощущений, 2) одинаковой доказуемости противоположных суждений, из чего вытекает 3) воздержание от всяких суждений. В период рим. господства в Г. возрождались древние филос. учения, приобретая религ. и мистич. окраску. Мистицизм характерен для гностицизма, неопифагорейцев. Философия неопифагорейства принимает дуализм бога и материи. Попытками преодоления такого дуализма путём введения посредствующих начал были учение Филона Александрийского (1 в. до н. э.-1 в. н. э.), а также философия последней школы др.-греч.философии - неоплатонизма (3-6 вв. - Плотин, Порфирий, Ямвлих, Прокл). Система Плотина - диалектика нисхождения от первоединого неизреченного божества через опосредствующие звенья: Ум, Мировую душу, души отд. людей - до небытия, или материи, и обратного движения человеческой души, соединяющейся с богом в экстазе, достигаемом путём упражнения и аскезы.

В 6 в. др.-греч. философия прекратила своё самостоят. развитие, но её идеи продолжали влиять на филос. мысль всех последующих периодов. По словам Энгельса, "...в многообразных формах греческой философии уже имеются в зародыше, в процессе возникновения, почти все позднейшие типы мировоззрений" ("Диалектика природы", 1969, с. 29). Др.-греч. философия явилась исходной основой всего последующего развития зап.-европ. философии, оказав определяющее влияние на становление и формирование ср.-век. философии (традиции платонизма и аристотелизма); в дальнейшем её идеи усваивались и воспроизводились в многообразных направлениях новоев-роп. философии - как материалистических, так и идеалистических.



Естественнонаучные взгляды. Характерными чертами др.-греч. естествознания являются слабый эмпирич. фундамент и обилие общих гипотез и теорий, в к-рых др.-греч. естеств. -науч. мысль предвосхитила многие позднейшие науч. открытия. Вплоть до периода эллинизма (кон. 4 в. до н. э.) естественнонауч., политич. и филос. воззрения в Г. составляли одну нерасчленённую науку; почти все философы были естествоиспытателями.

Родиной первых др.-греч. учёных была Малоазийская Иония, более тесно, чем др. части Древней Г., связанная с культурой др.-вост. мира, оказавшей значит. влияние на развитие др.-греч. науки. Первые геометрич. сведения, употребление циркуля, предсказание солнечного затмения, рекомендации мореходам ориентироваться по Малой Медведице (а не по Большой, как это было принято раньше) связаны с именем основателя милетской школы (6 в. до н. э.) Фалеса; наблюдения над животным миром - с именем Анаксимандра, к-рый составил также древнейшую карту ойкумены, схему небесного свода для ориентировки по звездам. Анаксимену принадлежит мысль о существовании, кроме "огненных" небесных светил, "тёмных тел землистого качества". Из естеств.-науч. дисциплин наибольшего развития достигли математика, статика, астрономия и медицина. Начало развития теории чисел, а в геометрии методов точного определения математич. понятий и строгих логич. доказательств связано с именем Пифагора и его школы.

Наиболее значит. науч. достижениями характеризуется классич. период развития греч. науки (5-4 вв.). В это время была получена значит. часть тех геометрических знаний, которые и в наши дни входят в содержание школьной элементарной геометрии. Эти знания были изложены в трудах математиков Гиппия из Элиды (5 в.), Гиппократа Хиосского (2-я пол. 5 в.), Менехма (4 в.) и др. Теория чисел получила развитие в учении о делимости, о пропорциях. В сер. 5 в. стереометрия достигла такого развития, что Анаксагор и Демокрит дали первый очерк теории перспективы. В развитии математики сыграло роль впервые сформулированное Пифагором абстрактное понятие числа. Огромное значение имело открытие в пифагорейской школе иррациональных (несоизмеримых) величин. Вероятно, с этим была связана разработка геометрических приёмов изображения и изучения свойств величин. К измерению площадей и объёмов впервые были применены ещё далекие от строгости инфинитезимальные методы. На стыке между математикой и философией шли дискуссии о природе непрерывного и разрывного, нашедшие отражение в "апориях" Зенона Элейского. К этому периоду относится постановка трёх знаменитых задач: квадратуры круга, удвоения куба и трисекции угла. На рубеже 5 и 4 вв. Левкипп и Демокрит сформулировали основы атомистич. учения, явившегося высшим достижением античного материализма классич. эпохи.

На рубеже 6-5 вв. биологом и врачом Алкмеоном Кротонским была создана одна из древнейших мед. школ. Он первым стал производить вскрытие животных, установил, что мозг является центром нервной деятельности. Основателю сицилийской мед. школы Эмпедоклу (5 в.) принадлежит попытка объяснить развитие человеческого зародыша. Анаксагор (5 в.) производил первые опыты рассечения мозга у животных. На