загляните на купон-скидку или справочники: окна kbe, окна veka, окна rehau, остекление балкона, остекление лоджии, изготовление окон, монтаж окон, остекление, производство окон, металлопластиковые окна, окна пвх, пластиковые окна, установка окон, стеклопакеты и евроокна.



ВСЁ О СТРОИТЕЛЬСТВЕ, ЖЕЛЕЗОБЕТОНЕ, БЕТОНЕ, АРХИТЕКТУРЕ И НЕ ТОЛЬКО...:
ОПРЕДЕЛЕНИЯ:

АСФАЛЬТИРОВАНИЕ, устройство асфальтобетонных покрытий на автомобильных дорогах, улицах, аэродромах и т. п. путём укладки и уплотнения асфальтобетонной смеси по предварительно подготовленному основанию. В зависимости от назначения покрытия асфальтобетонную смесь (асфальтобетон) укладывают в один или два слоя на основание из щебня, гравия (нежёсткое основание) или бетона (жёсткое основание). Нижний слой толщиной 4-5 см устраивают из крупно- или среднезерни-стой смеси с остаточной пористостью 5-10% ; верхний слой толщиной 3-4 см-из средне- или мелкозернистой смеси (остаточная пористость 3-5%). При тяжёлых нагрузках и интенсивном движении транспорта покрытия устраивают 3-4-слойными общей толщиной 12-15 см. АСФАЛЬТИРОВАНИЕ начинается с очистки основания от пыли и грязи механич. дорожными щётками и поливомоечными машинами, исправления неровностей основания, обработки его поверхности жидким битумом или битумной эмульсией. Асфальтобетонная смесь приготовляется в асфальтобетоно-смесителях на стационарных или полустационарных заводах (установках), доставляется на место автомобилями-самосвалами и загружается в приёмный бункер асфалътобетоноукладчика, к-рый укладывает, разравнивает и предварительно уплотняет смесь. Окончат. уплотнение осуществляется катками дорожными. .


КОММУНАЛЬНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО, отрасль строительства, занятая сооружением объектов, связанных с обслуживанием жителей городов, посёлков городского типа, районных сельских центров и населённых пунктов сельской местности. В числе этих объектов: системы водоснабжения и канализации с очистными сооружениями и сетями; сооружения городского электрического транспорта с путевым, энергетическим хозяйством, депо и ремонтными предприятиями; сети газоснабжения и теплоснабжения с распределительными пунктами, районными и квартальными котельными; электрические сети и устройства напряжением ниже 35 кв; гостиницы; городские гидротехнические сооружения; объекты внешнего благоустройства населённых мест, озеленения, дороги, мосты, путепроводы, ливнестоки; предприятия санитарной очистки, мусороперерабатывающие и др. Планомерное развитие КОММУНАЛЬНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА в СССР началось ещё в 1-й пятилетке и осуществлялось нарастающими темпами до начала Великой Отечеств, войны 1941-45. В годы 4-й пятилетки (1946-50) проводились работы по восстановлению объектов коммунального назначения, разрушенных во время нем.-фаш. оккупации. В последующие годы КОММУНАЛЬНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО велось высокими темпами в связи с бурным развитием промышленности, культуры, увеличением численности городов и посёлков городского типа .
ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО, теория и практика планировки и застройки городов (см. Город). ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО определяют социальный строй, уровень развития производственных сил, науки и культуры, природно-климатичие условия и национальные особенности страны. ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО охватывает сложный комплекс социально-экономических, строительно-технических, архитектурно-художественных, а также санитарно-гигиенических проблем. Общим для ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО досоциалистических формаций является большее или меньшее влияние на него частной собственности на землю и недвижимое имущество..
ЗЕЛЁНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО, составная часть современного градостроительства. Городские парки, сады, скверы, бульвары, загородные парки (лесопарки, лугопарки, гидропарки, исторические, этнографические, мемориальные), национальные парки, народные парки, тесно связанные с планировочной структурой города, являются необходимым элементом общегородского ландшафта. Они способствуют образованию благоприятной в санитарно-гигиеническом отношении среды, частично определяют функциональную организацию городских территорий, служат местами массового отдыха трудящихся и содействуют художественной выразительности архитектурых ансамблей. При разработке проектов садов и парков учитывают динамику роста деревьев, состояние и расцветку их крон в зависимости от времени года.

Главная страница
Поиск по сайту
Оглавление страниц

Объяснение слов: словарь, справочник, информация. Строительство, экономика, промышленность - все сферы жизни: от А до Г, от Г до П и от П до Я

ия уровня жизни народа и укрепления обороноспособности страны.

При разработке планов Госплан стремится, чтобы они были оптимальными и основывались на экономич. законах социализма, на совр. достижениях и перспективах развития науки и техники, на результатах науч. исследований экономич. и социальных проблем коммунистич. строительства, всестороннего изучения общественных потребностей. В планах должно отражаться правильное сочетание отраслевого и терр. планирования, а также централизованного планирования с хоз. самостоятельностью предприятий и орг-ций.

Свою деятельность в области планирования Госплан СССР осуществляет, опираясь на мин-ва, ведомства, Госпланы союзных республик и науч. орг-ции. С их участием он разрабатывает осн. направления развития нар. х-ва на перспективу, проекты перспективных и текущих планов, в к-рых предусматривает неуклонный подъём всех отраслей нар. х-ва, повышение эффективности общественного произ-ва, высокие темпы роста нац. дохода, улучшение структуры общественного произ-ва, правильное использование материальных, трудовых и природных ресурсов, рациональное размещение производит. сил по территории страны с учётом специализации и кооперирования произ-ва, комплексного развития х-ва союзных республик и экономич. районов при правильном сочетании их интересов с интересами всего нар. х-ва.

В разрабатываемых планах Госпланом СССР предусматриваются мероприятия, обеспечивающие дальнейший технич. прогресс, быстрейшее использование в нар. х-ве достижений науки и техники, увеличение выпуска новой продукции с технически передовыми качественными показателями, комплексную механизацию и автоматизацию произ-ва, повышение эффективности капитальных вложений, ускорение ввода в действие основных фондов и производственных мощностей, полное освоение действующих и вводимых новых мощностей. Госплан разрабатывает также показатели по росту производительности труда, использованию трудовых ресурсов страны, обеспечению нар. х-ва квалифицированными рабочими и специалистами, повышению рентабельности произ-ва, улучшению использования финанс. ресурсов. На основе высоких темпов роста нац. дохода в планах предусматривается систематич. повышение уровня жизни сов. народа. В планах намечаются также мероприятия по укреплению обороны страны.

Госплан СССР готовит предложения по координации планов развития нар. х-ва СССР с нар.-хоз. планами др. социа-листич. стран - членов СЭВ на основе дальнейшего углубления социалистич. разделения труда, улучшения межгос. специализации и кооперирования производства, разрабатывает проекты планов развития внеш. торговли и экономич. сотрудничества с др. странами.

Госплан СССР широко использует балансовый метод планирования. Он разрабатывает материальные, трудовые истоимостные балансы, а также баланс нар. х-ва в целом по СССР и по союзным республикам. Для максимального учёта достижений научно-технич. прогресса, возможно более полного вовлечения резервов предприятий Госпланом применяются прогрессивные технико-экономич. нормы и нормативы, в т. ч. нормы расхода материальных ресурсов в произ-ве и строительстве,

затрат труда, удельные капитальные вложения, технико-экономич. показатели использования производственных мощностей и т. п. Используются также различного рода прогнозные материалы. Это способствует установлению правильных натурально-вещественных и стоимостных пропорций в нар. х-ве и, прежде всего, между I и II подразделениями обществ. произ-ва (произ-вом средств произ-ва и произ-вом предметов потребления); пром-стью и с. х-вом; общественным произ-вом и строительством; произ-вом и перевозками грузов осн. видами транспорта; розничным товарооборотом, услугами населению и ден. доходами населения и др. пропорций. Расчёты и обоснование планов производятся с использованием экономико-математич. методов и электронно-вычислит. техники.

Госплан СССР осуществляет увязку между собой планов развития отраслей, союзных республик и экономич. районов, а также всех разделов и показателей плана. Показатели в планах разрабатываются адресно по исполнителям - мин-вам, ведомствам и союзным республикам, что позволяет обеспечивать ди-рективность планов и организовывать проверку их выполнения. В ходе рассмотрения проектов планов мин-в, ведомств и Советов Министров союзных республик Госплан СССР изыскивает наиболее эффективные пути развития отраслей нар. х-ва, союзных реслублик и экономич. районов, сочетая их интересы с общегосударственными и противодействуя отд. тенденциям ведомственности и местничества.

В дополнение к заданиям гос. планов, устанавливаемым Сов. Мин. СССР, Госплан СССР непосредственно утверждает ряд показателей, имеющих важное значение для пропорционального развития нар. х-ва и осн. его отраслей, в частности: балансы и планы распределения продукции по установленной номенклатуре; задания по снижению норм расхода материальных ресурсов; планы строит.-монтажных работ, выполняемых подрядным и хоз. способами; планы проектно-изыскательских работ и работ проектных орг-ций; вносит в задания нар.-хоз. плана изменения, вытекающие из отд. решений пр-ва СССР, а также в связи с введением в установленном порядке новых цен, не учтённых в утверждённых планах; совместно с АН СССР организует науч. исследования по общеэконо-мич. проблемам развития нар. х-ва. Госплан СССР несёт ответственность за повышение науч. уровня гос. планирования, за экономич. обоснованность разрабатываемых проектов планов развития нар. х-ва, их сбалансированность и пропорциональность в развитии нар. х-ва, за правильное размещение производит. сил.

Госплан СССР осуществляет контроль за выполнением мин-вами, ведомствами, союзными республиками, предприятиями и орг-циями нар.-хоз. планов, выявляет резервы для дальнейшего роста произ-ва, более эффективного использования производственных фондов, мощностей и материальных ресурсов, повышения рентабельности и улучшения др. экономич. показателей развития отраслей нар. х-ва СССР, систематически докладывает пр-ву СССР о ходе выполнения планов, разрабатывает мероприятия по предупреждению и устранению диспропорций в развитии нар. х-ва и вносит соответствующие предложения в Сов. Мин. СССР.

Госплан СССР в пределах своей компетенции издаёт постановления, обязательные для исполнения всеми мин-вами, ведомствами и др. орг-циями. Ему предоставлено право привлекать для разработки проектов планов и отд. нар.-хоз. проблем АН СССР, академии наук союзных республик, отраслевые академии наук, н.-и. и проектные ин-ты, конструкторские и др. орг-ции и учреждения, а также отд. учёных, специалистов и передовиков произ-ва.

Госплан СССР образуется в составе председателя комитета, назначаемого в соответствии с Конституцией СССР Верх. Советом СССР, заместителей председателя и членов Госплана СССР, персонально назначаемых Сов. Мин. СССР. Для оперативного руководства деятельностью Госплана СССР и Госпланов союзных республик Сов. Мин. СССР утверждается Коллегия в составе председателя Госплана СССР (председатель Коллегии), заместителей председателя Госплана СССР, а также др. руководящих работников - членов Госплана СССР.

В соответствии с осн. задачами и функциями по планированию нар. х-ва аппарат Госплана СССР образуется из отраслевых и сводных отделов. Отраслевые отделы созданы: по отраслям пром-сти, по с. х-ву, транспорту, товарообороту, внеш. торговле, культуре и образованию, здравоохранению, жилищному и коммунальному х-ву, бытовому обслуживанию населения и др. Эти отделы разрабатывают, с учётом предложений, представляемых мин-вами, ведомствами и республиками, проекты перспективных и текущих планов развития соответствующих отраслей пром-сти и др. отраслей нар. х-ва, обеспечивая совместно с балансовыми отделами Госплана увязку потребностей нар. х-ва с ресурсами, разрабатывают мероприятия по использованию имеющихся резервов увеличения произ-ва. Сводные отделы (сводный отдел нар.-хоз. плана, отдел терр. планирования и размещения производительных сил, сводный отдел капитальных вложений, сводный отдел материальных балансов и планов распределения, отдел труда, отдел финансов и себестоимости и др.) осуществляют разработку проектов нар.-хоз. планов в целом по стране, в отраслевом и территориальном разрезах, обеспечивают необходимую увязку, сбалансированность и пропорциональность развития отраслей нар. х-ва, подготавливают систему показателей, формы и методич. указания к составлению планов, осуществляют анализ выполнения нар.-хоз. планов и подготовку докладов Госплану и Сов. Мин. СССР, координируют работу отраслевых отделов Госплана СССР.

В составе Госплана СССР имеется Гос. экспертная комиссия, состоящая из крупных учёных и специалистов, осуществляющая экспертизу важнейших нар.-хоз. проблем, генеральных схем развития Отраслей нар. х-ва и размещения предприятий, специализации и комплексного развития х-ва экономич. районов и проектов крупных комплексных строек. При Госплане СССР в 1965 создана Междуведомственная комиссия по вопросам экономич. реформы, на к-рую возложены методич. руководство работой по осуществлению экономич. реформы в нар. х-ве, изучение и обобщение опыта применения новой системы хозяйствования по отраслям нар. х-ва, а также разработка проблем дальнейшего развития и совершенствования системы планирования и экономич. стимулирования, подготовка совместно с мин-вами и ведомствами СССР и Советами Министров союзных республик предложений по совершенствованию организации и управления произ-вом. Госплан СССР имеет Гл. вычислит. центр, осуществляющий расчёты плановых показателей по заказам отделов Госплана с помощью электронно-вычислит. техники. При Госплане СССР имеются Н.-и. экономич. ин-т, Совет по изучению производительных сил, Ин-т комплексных трансп. проблем, Н.-и. ин-т планирования и нормативов. Госпланом издаётся журнал "Плановое хозяйство"(с 1923). Лит.: Ленин В. И., Проект основного пункта постановления СТО об общеплановой комиссии, Полн. собр. соч., 5 изд., т. 42, с. 338; его же, Об едином хозяйственном плане, там же, с. 339 - 47; его же, О придании законодательных функций Госплану, т. 45, с. 349 - 53; Директивы КПСС и Советского правительства по хозяйственным вопросам, т. 1, М., 1957, с. 27 - 28, 84 - 86, 203 - 04; Решения партии и правительства по хозяйственным вопросам, т. 5, М.,1968, с. 640 - 85; Материалы XXIII съезда КПСС, М., 1966; Материалы XXIV съезда КПСС, М., 1971; Куйбышев В. В., Избр. произведения, М., 1958, с. 265-68; Струмилин С. Г., Планирование в СССР, М., 1957; Байбаков Н. К., Государственное плановое руководство - важнейшее условие успешного развития экономики СССР, "Плановое хозяйство", 1971, № 2, с. 5 - 19.

Н. П. Лебединский.



ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СЕКРЕТАРЬ, в ряде roc-в Европы и Америки название должностей высших гос. чиновников. Напр., в США Г. с.- руководитель Государственного департамента, назначается президентом и является одним из его ближайших сотрудников. В Великобритании Г. с. именуются главы нек-рых ведомств - внутр. дел, обороны, по делам Шотландии и т. п. В Бельгии Г. с. являются фактически заместителями министров. В Югославии, согласно конституции 1963, Г. с.- главы гос. секретариатов по иностр. делам и по делам нар. обороны.



ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОВЕТ, 1) высшее законосовещат. учреждение Росс. империи. Образован 1(13) янв. 1810 в соответствии с планом гос. преобразований М. М. Сперанского. В Г. с. предусматривалось рассмотрение всех законопроектов перед утверждением царём, что часто не исполнялось. Внесение законопроектов в Г. с. определялось волей царя. Законодат. инициативой Г. с. не обладал. Первоначально в Г. с. было 35 чл., в 1890 - 60. Члены Г. с. и председатель назначались царём из высших сановников. Министры являлись членами Г. с. по должности. В случае присутствия царя председательство переходило к нему. В 1812 - 65 пред. Г. с. являлся одновременно и пред. К-та министров. Г. с. состоял из 4 департаментов: департамента законов, рассматривавшего законопроекты общегос. значения; департамента гражд. и духовных дел, ведавшего вопросами юстиции, полиции и духовного ведомства; департамента гос. экономии, занимавшегося вопросами, касавшимися финансов, пром-сти, торговли, наук и пр.; военного департамента, существовавшего до кон. 50-х гг. 19 в. С 1832 по 1862 существовал департамент Царства Польского: в 1866-71 с аналогич. функциями - К-т по делам Царства Польского; в 1901-06- департамент пром-сти, наук и торговли. Все дела поступали в Гос. канцелярию. Во главе канцелярии стоял гос. секретарь. Первым гос. секретарём был М. М. Сперанский. Кроме того, в составе Г. с. был ряд комиссий, отделений и пр.

Роль Г. с. была не всегда одинакова. В царствование Николая I [правил в 1825-55] было окончательно определено место Г. с. в системе гос. учреждений как законосовещат. инстанции.

В 1815-25 и в 80-е гг. роль Г. с. падает, он подменяется К-том министров. С 1906, в связи с созданием Государственной думы, Г. с., как и Гос. дума, получил законодат. инициативу, исключая вопрос об изменении осн. гос. законов. В это время Г. с. составлялся наполовину из членов по назначению, наполовину - по выборам. Члены Г. с. избирались Синодом от православного духовенства (6 чел.), от каждого губ. земского собрания (по 1 чел.), от дворянских губ. и обл. обществ (18 чел.), от академиков и профессоров ун-тов (6 чел.), от крупнейших орг-ций промышленников и торговцев (12 чел.), финляндский сейм избирал 2 чел. Члены Г. с. избирались на 9 лет, каждые 3 года обновлялась 1/3 состава. Ликвидирован в результате Февральской революции 1917.

Лит.: Сперанский М. М., Проекты и записки, М.- Л-, 1961; Отчёт по делопроизводству Государственного совета, т. 1 - 38, СПБ, 1870 - 1906; Стенографические отчёты Государственного совета. Сессия 1 -13, [т. 1 - 221, СПБ, 1906 - 16; Государственный совет. 1801 - 1901. СПБ, 1901; Ерошкин Н. П., История государственных учреждений дореволюционной России, 2 изд., М., 1968. П. А. Зайончковский.

2) В нек-рых зарубежных гос-вах (Франции, Бельгии, Нидерландах, Люксембурге, Камбодже, Тунисе, Экуадоре)- одно из центр. гос. учреждений, являющееся либо высшим органом административной юстиции, либо органом конституционного контроля, либо (в отдельных странах - одновременно) консультативным органом при главе гос-ва.

3) В Швеции, Норвегии, Финляндии, в части кантонов Швейцарии, в КНР - офиц. наименование пр-ва.

4) В Польше, ГДР, Румынии - высший коллегиальный орган гос. власти, избираемый представительным органом власти (сеймом, Нар. палатой, Великим нац. собранием).



"ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОЦИАЛИЗМ", бурж.-реформистская и оппортунистич. концепция, в к-рой сущность и источник социализма сводятся к вмешательству гос-ва в экономику и социальные отношения. В понятии "Г. с.", по характеристике Ф. Энгельса, не содержится никакого истинного, социалистич. смысла (см. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., 2 изд., т. 35, с. 140); оно возникло как результат бурж. фальсификации, называвшей "социализмом" любые попытки гос-ва ограничить свободную конкуренцию, и, с другой стороны, как плод мел-кобурж. иллюзий утопич. социалистов, ожидавших от правительства и господствующих классов "введения" социализма. В качестве образчика такого лжесоциализма, существовавшего на практике, Ф. Энгельс указывал на систему гос. колониальной эксплуатации, созданную на основе общинного строя голл. пр-вом на Яве (см. там же, т. 36, с. 78-79, 96-97).

В истории социальной мысли концепции "Г. с." выдвигались Л. Бланом (Франция), К. Родбертусом-Ягецовом, Ф. Лассалем (Германия). Они полагали, что творцом социализма является не пролетариат, а бурж. гос-во. Взгляды, согласно к-рым всякое огосударствление средств произ-ва, усиление экономич. роли бурж. гос-ва уже есть отрицание капитализма, его "социалистическая трансформация", были затем систематизированы апологетами прусского бурж.-юнкерского гос-ва в катедер-социализме. В период действия исключит. закона против социалистов в Германии в конце 19 в. "Г. с." был единств. формой "социализма", дозволенной прусским пр-вом и даже поощрявшейся им. В 1877- 1882 издавался еженедельник "Государственный социалист". "Г.с." прусского пр-ва явился "...всего лишь феодальной реакцией, с одной стороны, и предлогом для выколачивания денег - с другой, а его косвенная цель - превратить возможно большее число пролетариев в зависимых от государства чиновников и пенсионеров и организовать наряду с дисциплинированной армией солдат и чиновников такую же армию рабочих" (Энгельс Ф., там же, т.35, с. 140). К. Маркс и Ф. Энгельс вскрыли бурж.-реформистскую сущность идей "Г. с.", охарактеризовали имевшие место в герм. социал-демократии попытки сочетать их с марксизмом как "...одну из детских болезней пролетарского социализма..." (Энгельс Ф., там же, т. 39, с. 184). В. И. Ленин показал новую роль концепций "Г. с." в империалистич. эпоху как орудия апологетики монополистич. и гoc.-монополистич. капитализма (см. Полн. собр. соч., 5 изд., т. 33, с. 68). Понятие "Г. с." используется теоретиками "демократического социализма" для подкрашивания "социалистической" фразеологией гос.-монополистич. регулирования совр. капиталистич. произ-ва.

" Левой " разновидностью " Г. с." выступает "военно-казарменный" социализм, в основе к-рого лежит мелкобурж. иллюзия, будто единств. источник социалистич. организации труда - власть, исполнение команд "сверху". Противники науч. социализма, особенно анархисты, не оставляют попыток изобразить его как одну из систем "Г. с.", предполагающего бюрократич. организацию произ-ва по полувоен. образцу, направляемую велениями мессии, стоящего у кормила гос. власти. Подобные попытки лишены всякого основания. В. И. Ленин подчеркнул, что "социализм не создается по указам сверху. Его духу чужд казенно-бюрократический автоматизм; социализм живой, творческий, есть создание самих народных масс" (там же, т. 35, с. 57). Опыт развития социалистич. об-ва показал, что социализм предполагает демократич. организацию гос-ва, он невозможен без широкой демократии для трудящихся масс, руководимых рабочим классом во главе с марксистско-ленинской партией.

Лит.: Маркс К., Критика Готской программы, Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 19; Энгельс Ф.. Социа-

лизм г-на Бисмарка, там же, с. 176-84; его же, Анти-Дюринг, там же, т. 20, с. 288-95; его же, [Письмо] Э.Бернштейну, 12 марта 1881, там же, т. 35; его же, [Письмо] А. Бебелю, 16 мая 1882, там же; его же, [Письмо] Э. Бернштейну, 22 авг. 1884, там же, т. 36; его же, [Письмо] А. Бебелю, 6 ноября 1892, там же, т. 38; Ленин В.И., Луиблановщина, Полн. собр. соч., 5 изд., т. 31; его же, Государство и революция, там же, т. 33; Плеханов Г. В., Экономическая теория Карла Родбертуса-Ягецова, Соч., т. 1, М.- П., 1923; Блан Л., Организация труда, пер. с франц., Л., 1926; Лассаль Ф., Гласный ответ Центральному Комитету, учреждённому для созыва общегерманского Рабочего Конгресса в Лейпциге, Соч., т. 2, М., 1925. Е.Г.Панфилов.

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УЧЁНЫЙ СОВЕТ (ГУС), руководящий научно-мето-дич. центр Наркомпроса РСФСР в 1919- 1932. В его состав входили секции: научно-политическая , научно-педагогическая, научно-техническая, научно-художественная, медико-биологическая, просвещения национальностей. ГУС утверждал уч. планы, программы и уч. пособия для начальной, средней и высшей школы, а также преподавателей вузов.

В связи с созданием К-та по высшей технич. школе (пост. ЦИК СССР от 19 сент. 1932) ГУС был упразднён и его функции перешли к Учебно-методич. совету Наркомпроса РСФСР, Учёному методич. совету и экспертным комиссиям К-та по делам высшей школы.



ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЯЗЫК, в бурж. гос-вах язык, обязательный в данной стране для ведения делопроизводства в учреждениях, судопроизводства, преподавания в школах и др., независимо от нац. состава населения. Правящий класс обычно вводит в качестве обязат. языка свой нац. язык, умаляя тем самым права нац. меньшинств. В. И. Ленин указывал на отрицат. отношение марксистов к насильств. насаждению языка господств. нации. Демократич. гос-во, писал Ленин, "...безусловно должно признать полную свободу родных языков и отвергнуть всякие привилегии одного из языков" (Полн. собр. соч., 5 изд., т. 25, с. 71-72).

В многонац. гос-вах Г. я., как правило, оговаривается в конституции (напр., в Индии, в Канаде, Швейцарии и др.). В развивающихся многонац. гос-вах Африки в качестве Г. я. устанавливается обычно наиболее распространённый в данной стране нац. язык, однако на переходный период иногда сохраняется в качестве Г. я. язык той страны, колонией к-рой ранее было это гос-во (напр., в Бурунди два Г. я. - кирунди и французский).

Последовательно демократич. гос. строй требует безусловного равноправия национальностей, без какого бы то ни было привилегированного языка. Исходя из этого принципа, в социалистич. странах обеспечивается полное языковое равенство, нац. меньшинствам обеспечивается возможность пользоваться родным языком. Так, в СССР в соответствии с Конституцией 1936 законы, принятые Верх. Советом СССР, публикуются на языках союзных республик, законы союзных республик - на языках большинства их населения и т. д. На языке большинства населения ведётся и делопроизводство в гос. учреждениях. Судопроизводство в СССР ведётся на языке союзной республики, а в авт. республиках, авт. областях, нац. округах - соответственно на языках этих образований или даже на языке большинства местного населения; при этом лицам, не владеющим языком, на к-ром ведётся судопроизводство, обеспечивается право пользования родным языком, а также услуги переводчика. Обучение в школах проводится на родном языке.

В конституциях нек-рых союзных республик (напр., Арм. ССР и Груз. ССР) используется термин "Г. я." для обозначения наиболее употребляемого языка, на к-ром говорит большинство населения данной республики, при этом Г. я. не пользуется к.-л. привилегиями, т. к. любому гражданину гарантируется возможность пользования его родным языком. Б. С. Крылов.

ГОСУДАРСТВО, основное орудие политической власти в классовом обществе. В более широком смы-сле под Г. понимают политич. форму организации жизни общества, к-рая складывается как результат возникновения и деятельности публичной власти - особой управляющей системы, руководящей осн. сферами обществ. жизни и опирающейся в случае необходимости на силу принуждения. Поскольку Г. строится по терр. принципу, этот термин иногда неточно употребляют как синоним понятия "страна". Известны различные типы Г.- рабовладельческое, феодальное, буржуазное, социалистическое; различные формы организации Г.- монархия (абсолютная и конституционная), республика (парламентская и президентская), советская республика, унитарное государство и союзное Г. (федерация). К сер. 1971 существовало ок. 150 Г.

Осн. признаки Г.: 1) наличие особой системы органов и учреждений, образующих в совокупности механизм Г. (специфич. место в этом механизме занимает аппарат принуждения: армия, полиция и т. п.). Г., по определению В.И.Ленина, "... всегда было известным аппаратом, который выделялся из общества..." (Полн. собр. соч., 5 изд., т. 39, с. 72). Механизм Г. становится всё более сложным и разветвлённым по мере усложнения жизни общества в её социально-политич. и технико-экономич. аспектах; 2) наличие права, т. е. обязательных правил поведения, устанавливаемых или санкционируемых Г. С помощью права Г. как политич. власть закрепляет определённый порядок обществ. отношений, а также структуру и порядок деятельности гос. механизма; 3) наличие определённой территории, пределами которой ограничена данная гос. власть. Выступая как терр. организация, Г. активно способствовало процессу формирования наций.

Г. - основное, но не единств. политич. учреждение классового общества; наряду с Г. в развитом обществе функционируют различные партии, союзы, религиозные объединения и т. д., к-рые в совокупности с Г. образуют политич. организацию общества. Отличие Г. от др. политич. институтов классового общества состоит в том, что ему принадлежит высшая власть в обществе (суверенность гос. власти). Верховенство гос. власти конкретно выражается в универсальности (её властная сила распространяется на всё население и обществ. орг-ции данной страны), прерогативах (гос. власть может отменить любое проявление всякой другой обществ. власти), а также в наличии таких средств воздействия, к-рыми никакая др. обществ. власть не располагаетнапр., монополия законодательства, правосудие). См. также Суверенитет.

Г. представляет собой социальное явление, ограниченное определёнными историч. рамками. Первобытнообщинный строй не знал Г. Оно возникает в результате обществ. разделения труда, появления частной собственности и раскола общества на классы. Экономически господствующие классы нуждаются для защиты своих привилегий и закрепления системы эксплуатации в особом властном механизме политич. господства, каким и явилось Г. и его аппарат. С появлением Г. этот механизм уже не совпадает с обществом, как бы стоит над ним и содержится за счёт общества (налоги, сборы). Как ни различны историч. формы Г., гос. власти и организации аппарата Г., его сущность, природа его отношений с обществом - это политич. власть господствующего класса (диктатура класса). Классы, владеющие средствами производства, становятся с помощью Г. политически господствующими и тем самым закрепляют своё экономич. и социальное господство и руководящую роль внутри данного общества и в его взаимоотношениях с др. Г. и странами.

Г., таким образом, обусловлено в конечном счёте характером производств. отношений и способа производства в целом, оно является надстройкой над экономич. базисом. Вне этой зависимости не могут быть поняты и объяснены генезис Г., переход от одного историч. типа Г. к другому. В ходе истории Г. приобретает по отношению к базису значительную, хотя и относительную, самостоятельность. Его самостоят. воздействие на осн. сферы жизни общества (в т. ч. на экономику), историч. и социальные процессы весьма существенно и осуществляется в разных направлениях, т. е. Г. может способствовать развитию обществ. отношений или, наоборот, тормозить его. По мере усложнения государственно-организованного общества роль этого воздействия возрастает.

На протяжении длит. периода истории в классово антагонистич. формациях Г. существовало как орудие господства имущего меньшинства над эксплуатируемым большинством. Осн. функция Г. этого типа состояла и состоит в закреплении и охране экономич. и политич. условий эксплуатации и господства имущих классов, подавлении сопротивления неимущих масс населения. В отношении господствующего класса Г. выступает как особый орган, управляющий общими делами индивидов и групп этого класса, а в отношении трудящихся классов, т. е. большинства населения, - как орудие подавления. Вместе с тем Г. как официальный представитель общества и управляющая система не может не осуществлять и общесоциальную деятельность, призванную поддерживать необходимые условия существования цивилизованного человеческого общежития (организация транспорта, связи, просвещения, здравоохранения и т. п.). В этой связи К. Маркс выделял в деятельности Г. "...выполнение общих дел, вытекающих из природы всякого общества, и специфические функции, вытекающие из противоположности между правительством и народными массами" (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 25, ч. 1, с. 422). Однако главное в деятельности эксплуататорского Г. определяется именно этой противоположностью: "Государство есть машина для угнетения одного класса другим, машина,чтобы держать в повиновении одному классу прочие подчиненные классы" (Ленин В. И., Полн. собр. соч., 5 изд., т. 39, с. 75). Лишь в 20 в. в результате победы Великой Окт. социалистич. революции в России возникает совершенно новый тип Г.- социалистическое Г., представляющее собой политич. власть трудящегося большинства, а затем и всего народа (общенародное Г.) и открывающее перспективу перехода, с ликвидацией классов, к безгосударств. формам управления обществом.

Добуржуазная социально-политич. мысль выдвинула различного рода религиозно-теократич. представления о Г., а также т. н. "патриархальную теорию", рассматривавшую Г. как продолжение отцовской власти в семье. Однако она, как правило, не различала общество и Г. Бурж. наука также не дала удовлетворительного ответа на вопрос о сущности Г. В. И. Ленин отметил, что "...едва ли найдется другой вопрос, столь запутанный умышленно и неумышленно представителями буржуазной науки... как вопрос о государстве" (там же, с. 66). Основное в подходе бурж. науки к Г. - неприятие тезиса о Г. как орудии классового господства вообще, как орудии классового господства капитала. Широко распространённое в бурж. лит-ре определение Г. как сочетания власти, населения и территории является поверхностным, формальным и неполным именно потому, что оно игнорирует классовое господство как конструктивный фактор, объединяющий эти три признака в понятие Г. Представители органической теории государства изображают Г. в виде особого живого организма, переносят на него биологич. законы, оправдывая тем самым как естеств. явления, с одной стороны, угнетение масс эксплуататорским Г., а с другой - экспансионистские устремления Г. Другое направление - т. н. юридическая школа - скрывает социально-экономич. основу Г. за его юридич. трактовкой, рассматривая Г. исключительно как правовое явление ("юридическое олицетворение нации", "персонификация правового порядка" и т. п.). Неоднократно предпринимались откровенно идеалистич. попытки трактовать Г. как порождение особых духовных начал, "идею Г.". В совр. буржуазной политич. науке преобладает психологич. концепция Г., объясняющая Г. наличием в человеческой психике стремлений - "импульсов" - власти и подчинения.

Подлинно научное учение о Г. было создано К. Марксом, Ф. Энгельсом и В. И. Лениным. Его создание позволило раскрыть сущность Г. как социального явления, установить его внутренние, коренные, качественные черты, осн. цели и функции, его роль в классовом обществе, отражение сущности Г. в различных формах и политич. режимах. Марксистское учение о Г., вскрывающее закономерности развития Г. в ходе смены обществен-но-историч. формаций,- важный исходный пункт теории социалистич. революции и путей коммунистич. преобразования общества.

Исторические типы Г. Каждой классовой общественно-экономич. формации соответствует определ. историч. тип Г. Смена историч. типов Г.- закономерный процесс ликвидации устаревших форм гос. организации общества, сковывающих его развитие, и замены их новой государственностью, способствующей складыванию и упрочению более развитого социального строя. Поэтому функции каждого последующего типа Г., методы их осуществления и его политич. формы богаче и сложнее, чем организация политич. власти предшествующих формаций.

Первым в истории Г. было рабовладельческое Г.- диктатура класса рабовладельцев. Сущность этого Г. отражала первое крупное классовое деление общества - на рабов и рабовладельцев. Возникновение рабовладельч. Г. относится к 4-3-му тыс. до н. э., когда происходило формирование Г. в Др. Египте, Др. Китае и на территории Двуречья. В рамках этого типа Г. можно выделить гос-ва Др. Востока (Др. Египет, Вавилон, Ассирия и др.), в к-рых сохранялись пережитки первобытнообщинного строя. Особенности развития производит. сил (в частности, необходимость строительства и поддержания ирригац. сооружений) обусловили довольно значительную экономическую роль Г. в этих странах, где характерной формой правления являлась деспотия, деспотич. монархия. Наиболее полного развития система рабовладельч. Г. достигла в античных гос-вах Др. Греции и Др. Рима. В Г. развитого рабовладения существовали различные формы правления: монархия (Римская империя), аристократич. республика (Спарта) или демократич. республика (Афины). Однако при этом разнообразии форм правления любое Г. древности "...было государством рабовладельческим все равно - была ли это монархия или республика аристократическая или демократическая" (Ленин В. И., там же, т. 39, с. 74).

Феодальное Г. возникло в связи с зарождением феод. производств. отношений. Его возникновение в Европе относится к 5-11 вв. Основу феод. общества составляла собственность феодала на землю, а феод. Г. являлось диктатурой класса феодалов. Осн. формой правления феод. Г. является монархия в различных её вариантах. Для периода феод. раздробленности характерна раннефеод. монархия, когда при наличии слабой центр. власти в Г. имелось множество самостоят. или полусамостоят. Г. (княжеств, сеньорий и т. п.). В процессе централизации гос. власти сложилась сословно-представит. монархия. Одной из опор центр. власти в этом процессе являлись зажиточные слои городов; в результате возникли органы сословного представительства (земские соборы в России, генеральные штаты во Франции, парламент в Англии и т. п.). Исторически последней формой феод. Г. была абсолютная монархия (см. Абсолютизм), развившаяся в период окончат. преодоления феод. раздробленности и завершения процесса образования централизованного Г. При абсолютной монархии верховная власть самодержавно и неограниченно принадлежит одному лицу - монарху, без всякого участия народа в законодательстве и в контроле за управлением. В эпоху феодализма существовали своеобразные Г.- т. н. города-Г., в к-рых устанавливалась республиканская форма правления (Новгород, Псков, Венеция, Генуя, Флоренция и др.). Власть в городах-Г. принадлежала богатой верхушке населения (гор. аристократии, патрициату), её представители образовывали гор. совет (сенат), избирали высших должностных лиц. Города-Г. возникали, как правило, на важнейших торг. путях, в них наиболее широко развивались ремёсла и торговля, раньше всего складывались капиталистич. отношения. Для всех Г. феод. типа характерна огромная роль церкви как политич. и идеологич. силы феод. общества, способствовавшей обеспечению и укреплению господства феодалов над массой эксплуатируемого населения.

Буржуазное Г. возникло в результате бурж. революций, направленных против феод.-абсолютистской монархии и феод. отношений. Там, где буржуазия в ходе этих революций шла на компромиссы с дворянством (напр., Великобритания), бурж. Г. приняло форму конституц. монархии; там же, где буржуазия добивалась более или менее полного господства, оно выступало в форме демократич. республики. Множественность форм правления бурж. Г. осталась и в последующем характерной чертой бурж. типа Г., хотя различие этих форм существенно сгладилось. "Формы буржуазных государств чрезвычайно разнообразны, но суть их одна: все эти государства являются так или иначе, но в последнем счете обязательно диктатурой буржуазии" (Ленин В. И., там же, т. 33, с. 35).

Бурж. Г. периода домонополистич. капитализма присущи следующие черты: 1) цензовый характер, т. е. отстранение с помощью имуществ. и иных цензов широких слоев населения от участия в формировании органов гос. власти. Будучи значит. шагом вперёд по сравнению с феод. порядками, бурж. демократия и её осн. институты (парламентаризм, принцип равноправия и др.) носили формальный, урезанный, классовый характер; 2) сосредоточение осн. усилий Г. преим. на функции политической, в т. ч. на военно-полицейской охране интересов господствующих классов внутри и вне страны. Г. этого периода рассматривалось как "полицейский" или "ночной сторож", охраняющий капиталистич. систему, но не вмешивающийся непосредственно в её функционирование; 3) сохранение в механизме Г. значит. позиций дворянско-помещичьих сил. Бурж. революция, как правило, не ломает старый гос. механизм, к-рый постепенно приспосабливается к потребностям капиталистич. системы.

В эпоху империализма и особенно общего кризиса капитализма происходит огромный рост аппарата бурж. Г. Воздействие Г. на осн. сферы обществ. жизни возрастает, функции его расширяются. Эти процессы связаны прежде всего с обострением классовых противоречий. Рост сознательности и организованности рабочего класса и др. трудовых слоев населения, широкое распространение коммунистич. идей приводят, с одной стороны, к повышению уровня классовой борьбы, расширению антимонополистич. и демократич. движений, а с другой - к последовательному сужению социальной базы политич. господства капитала. В этих условиях монополии всемерно укрепляют основное орудие своего господства - Г. и его военно-полицейский аппарат. Усиление роли Г. связано с милитаризмом и развитием государственно-монополистического капитализма.

В условиях гос.-монополистич. капитализма, при усложнении технико-производств. стороны жизни общества какследствия научно-технич. революции, наряду с расширением функции принуждения значит. масштабов достигают экономич. функция бурж. Г., а также его идеологич. активность внутри и вне страны. Гос.-монополистич. капитализм соединяет силу монополий с силой Г. в единый механизм в целях спасения капиталистич. строя, обогащения монополий, подавления рабочего движения и нац.-освободит. борьбы, развязывания агрессивных войн. Монополистич. капитал уже не делит ни с кем политич. власть, а бурж. Г. выступает как орган по управление делами монополистич. буржуазии. Достигает апогея процесс сращивания монополий с верхушкой гос. аппарата.

На политич. режим, устанавливаемый бурж. Г., на его формы правления существ. воздействие оказывает поворот монополистич. капитала от бурж. демократии к реакции как следствие сужения социальной базы Г. и использования рабочим классом и др. трудовыми слоями институтов бурж. демократии. Наиболее ярким выражением этого поворота является установление фашистской тоталитарной государственности (классич. примером такого Г. была нацистская Германия). Однако и при сохранении бурж.-демократич. форм правления проявляются авторитарные тенденции к правлению "сильной личности", возрастает роль пр-ва и его аппарата за счёт умаления полномочий выборного парламента, ведётся наступление на демократич. права и свободы граждан и организаций. Но авторитарный курс монополистич. буржуазии наталкивается на противодействие широких нар. масс во главе с рабочим классом, выступающих в защиту своих демократич. завоеваний, за их расширение, что вызывает обострение классовых противоречий буржуазного общества.

Для внешней функции империалистич. Г. характерно стремление к экспансии. Эта тенденция монополистич. капитала дважды в 20 в. ввергла человечество в опустошит. мировые войны. Империалистич. Г. ведут подрывную деятельность, в т. ч. и идеологическую, против социалистич. стран, ищут новые формы неоколониалистской эксплуатации гос-в Азии, Африки и Лат. Америки, вставших на путь независимости.

Расширение экономич. деятельности империалистич. Г. изображается бурж. идеологами как якобы коренная трансформация и превращение его в "государство всеобщего благоденствия", а усложнение политич. структуры совр. капитализма (рост роли политич. партий, проф. и иных союзов и орг-ций) - как процесс "диффузии власти" (см. "Государства всеобщего благоденствия теория", "Диффузии власти" теория). В действительности империалистич. Г. было и остаётся осн. орудием классового господства империалистич. буржуазии, оно выступает как сила, пытающаяся задержать социальный прогресс, увековечить изжившие себя капиталистич. обществ. отношения.

В эпоху крушения колониализма образовалось множество независимых Г. в Азии, Африке и Лат. Америке, а колониальные и полуколониальные страны ведут борьбу за нац. независимость. Значит. часть молодых независимых Г. по экономич. и социальным чертам (многоукладность экономики и др.) не может быть отнесена ни к одному из осн. типов Г. Нек-рые из этих Г. встали на некапиталистич. путь развития, ориентируясь в перспективе на строительство социалистич. общества. В этих Г. социалистич. ориентации осуществляются серьёзные экономич. и социальные преобразования: проведение демократич. аграрных реформ, создание государственного сектора в экономике, национализация собственности иностр. монополий и т. д.

Социалистич. Г. В результате социалистич. революции, влекущей за собой слом эксплуататорского аппарата Г., возникает принципиально новый тип Г.- социалистич. Г. Прообразом Г. социалистич. типа, первой организацией гос. власти трудящихся во главе с рабочим классом была Парижская Коммуна 1871. В результате победы Великой Окт. социалистич. революции в 1917 возникло Сов. гос-во - первое в мире гос-во трудящихся, установилась диктатура пролетариата. В 1924 встала на путь социалистич. развития Монгольская Народная Республика. Разгром германского и итальянского фашизма, а также японского милитаризма во 2-й мировой войне 1939-45, вызвавший бурный рост революц. и нац.-освободит. движения во всех регионах мира, привёл к победе народно-демократической революции в ряде стран Европы и Азии, к возникновению Г. народной демократия. Образование этих гос-в означало, что социализм превратился в мировую систему. В 1959 в эту систему вошла Куба - первое социалистич. Г. на американском континенте.

Принципиально новая сущность социалистич. Г. в сравнении с эксплуататорскими типами Г. не могла не вызвать к жизни новых организаций гос. власти. Первой формой социалистич. Г. явилась открытая В. И. Лениным республика Советов. Построенная по принципу демократического централизма система выборных (снизу доверху) Советов, облечённых всей полнотой гос. власти, явилась в конкретных историч. условиях политич. организацией, объединявшей всех без исключения трудящихся и представлявшей наилучшие возможности для гос. руководства массами со стороны рабочего класса и его партии. В странах нар. демократии формы политич. организации имели ряд особенностей в сравнении с Советами (напр., наличие таких обществ.-политич. орг-ций, как Народный, или Отечественный, фронт, двух или неск. партий), что было обусловлено историч. особенностями становления в этих странах Г. диктатуры пролетариата. Многообразие форм социалистич. Г. подтверждает ленинское положение: "Все нации придут к социализму, это неизбежно, но все придут не совсем одинаково, каждая внесет своеобразие в ту или иную форму демократии, в ту или иную разновидность диктатуры пролетариата, в тот или иной темп социалистических преобразований разных сторон общественной жизни" (Ленин В. И., там же, т. 30, с. 123).

Социалистич. преобразование общества ставит перед Г. диктатуры пролетариата разнообразные задачи, с учётом уровня развития экономики и культуры, социальной структуры, нац. особенностей и традиций каждой страны. Но независимо от специфич. условий той или иной страны в переходный от капитализма к социализму период перед каждымГ. диктатуры пролетариата встают задачи, вытекающие из самой сущности этого периода: подавление сопротивления свергнутых эксплуататорских классов, ликвидация частной собственности на осн. средства произ-ва, создание экономич. основы социализма (социалистич. индустриализация, социалистич. преобразование с. х-ва, создание социалистич. системы х-ва), формирование социалистич. культуры, воспитание нового человека, обеспечение обороноспособности страны. В соответствии с этими задачами Г. осуществляет ряд функций (внешних и внутренних): хоз.-организаторскую, культурно-воспитательную, контроля за мерой труда и мерой потребления, защиты социалистич. правопорядка и социалистич. собственности, обороны страны от нападения извне и борьбы за мирное сосуществование гос-в с различными социальными системами. Функция социалистич. Г. расширяются и изменяются с развитием социально-экономич. структуры общества, успехами социалистич. строительства. Так, в результате ликвидации эксплуататорских классов в СССР утратила своё значение функция Г. по подавлению сопротивления этих классов. Осуществляя свои функции, социалистич. Г. выступает как главное орудие построения социализма и коммунизма, представляет собой политич. организацию подавляющего большинства населения. В процессе развития социалистич. Г. его социальная база постоянно расширяется, оно всё более становится представителем интересов всего народа.

После полной и окончат. победы социализма диктатура пролетариата, выполнив свою историч. миссию, с точки зрения внутр. развития страны перестаёт быть необходимой, а пролетарское Г. закономерно превращается в орган выражения интересов и воли всего народа - общенародное Г. (см. Программа КПСС, 1971, с. 101). Такой стадии развития социалистич. Г. достигло в Сов. Союзе, где оно выступает как политич. организация всего народа при руководящей роли рабочего класса во главе с его авангардом - Коммунистич. партией. Социальная роль Сов. общенародного социалистич. Г. неуклонно возрастает. В решениях 24-го съезда КПСС (1971) подчёркивается роль Сов. Г. в решении внутр. и внеш. задач, стоящих перед сов. обществом на совр. этапе строительства коммунизма. Значительно расширяются такие функции социалистич. Г., как хоз.-организаторская, культур-но-воспитат. и др. (содержание этих функций на совр. этапе конкретизировано Директивами 24-го съезда КПСС по пятилетнему плану развития нар. х-ва СССР на 1971-75).

Совр. ревизионисты подвергают критике марксистско-ленинское учение о социалистич. Г., выдвигая тезис о необходимости отмирания Г. сразу после завоевания политич. власти. Эта концепция объективно направлена на ослабление социалистич. гос-в. В то же время леворевизионистские элементы ратуют за сверхцентрализацию, бюрократизацию всей гос. жизни.

В условиях коммунистич. строительства постоянно совершенствуется вся политич. система СССР. Пролетарская демократия превращается во всенародную демократию, развёртывание к-рой характеризуется в Программе КПСС как гл.направление развития социалистич. государственности. Один из ведущих принципов деятельности социалистич. Г.- широкое привлечение трудящихся к работе гос. органов.

К. Маркс и Ф. Энгельс раскрыли историч. перспективу пролетарского Г. Они утверждали, что при коммунизме надобность в Г. отпадёт, поэтому пролетарское Г. постепенно само отмирает, хотя это и не означает отмирания всякой обществ. власти вообще. Под отмиранием Г. они понимали устранение спец. аппарата принуждения, публичной политич. власти. Экономич. предпосылкой отмирания гос-ва Маркс и Энгельс считали такой уровень развития производит. сил, при к-ром возможно осуществление принципа коммунизма "от каждого по его способностям, каждому по его потребностям".

Ленин подчёркивал коренное отличие Г. диктатуры пролетариата, являющегося диктатурой большинства населения, от гос-в эксплуататорского типа, называя пролетарское Г. "полугосударством" (см. Полн. собр. соч., 5 изд., т. 33, с. 231, 167). Он связывал вопрос постепенного отмирания Г. с отмиранием некоторых функций социалистич. Г., напр. функции подавления побеждённых эксплуататорских классов в связи с ликвидацией таких классов в СССР. Однако "для полного отмирания государства,- писал В. И. Ленин,- нужен полный коммунизм" (там же, т. 33, с. 95).

Социалистич. общенародное Г. является как бы переходной ступенью к безго-сударств. организации общества при коммунизме, когда утвердится обществ. коммунистич. самоуправление -негосударств. форма управления экономич., социальными и культурными процессами бесклассового общества.

Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф., Немецкая идеология, Соч., 2 изд., т. 3, с. 333; Маркс К., К критике политической экономии. Предисловие, там же, т. 13, с. 6; его же, Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта, там же, т. 8, с. 206; его же, Гражданская война во Франции, там же, т. 17, с. 317; его же, Капитал, т. 3, там же, т. 25, ч. I, с. 422, т. 25, ч. II, с. 354; его же, Критика Готской программы, там же, т. 19, с. 16 - 20 и 28-29; Энгельс Ф., Происхождение семьи, частной собственности и государства, там же, т. 21, с. 156 - 177; Ленин В. И., Уроки Коммуны, Поли. собр. соч., 5 изд., т. 16, с. 451 - 454; его же, Марксизм о государстве, там же, т. 33, с. 123 - 307; его же, Государство и революция, т. 33, с. 3-123; его же, Пролетарская революция и ренегат Каутский, там же, т. 37, с. 237 - 259; его же, О государстве, там же, т. 39, с. 66-84; его же, Тезисы и доклад о буржуазной демократии и диктатуре пролетариата 4 марта 1919, там же, т. 37, с. 491 - 509; его же, Детская болезнь "левизны" в коммунизме, там же, т. 41, с. 1 - 104; Программа Коммунистической партии Советского Союза, М., 1971; Международное Совещание коммунистических и рабочих партий. Документы и материалы, М., 1969; Материалы XXIV съезда КПСС, М., 1971; Брежнев Л. И., Дело Ленина живет и побеждает, М., 1970; его же, 50 лет великих побед социализма, М., 1967; Аржанов М. А., Государство и право в их соотношении, М., 1960; Бурлацкий Ф. М., Ленин, государство, политика, М., 1970; Гулиев В. Е., Империалистическое государство, М., 1965; Современные буржуазные учения о капиталистическом государстве, М., 1967; Денисов А. И., Сущность и формы государства, М., 1960; его же, Советское государство, М., 1967; Керимов Д. А., Чехарин Е. М., Социалистическая демократия и современная идеологическая борьба,

М., 1970; Косицын А. П., Социалистическое государство, М., 1970; Ленинское учение о диктатуре пролетариата, М., 1970; Петров В. С., Тип и формы государства, Л., 1967; Фарберов Н. П., Государство и демократия в период строительства коммунизма, М., 1968; Чиркин В. Е., Формы государства переходного к социалистическому типу, М., 1966; Чхиквадзе В. М., Государство, демократия, законность, М., 1967; Общая теория государства и права, т. 1. Общая теория государства, Л., 1968; Марксистско-ленинская общая теория государства и права. Основные институты и понятия, М., 1970, с. 194-342; Ф. Энгельс о государстве и праве, М., [1970], с. 48-136; Мамут Л. С., К. Маркс о государстве как политической организации общества, "Вопросы философии", 1968, № 7, с. 29-35.

Г. Н. Маноз.



"ГОСУДАРСТВО И РЕВОЛЮЦИЯ. Учение марксизма о государстве и задачи пролетариата в революции", произведение, в к-ром В. И. Ленин развивает марксистскую теорию о государстве (Полн. собр. соч., 5 изд., т. 33, с. 1 -120). Материалы к работе в виде обширных выписок из соч. К. Маркса и Ф. Энгельса, а также статей и книг К. Каутского, А. Паннекука, Э. Бернштейна с замечаниями, дополнениями и выводами Ленина были им подготовлены в Швейцарии в январе - феврале 1917 (см. там же, с. 121-307). По первонач. плану книга должна была состоять из семи глав, но 7-я гл. не была написана. Сохранился лишь план седьмой главы "Опыт русских революций 1905 и 1917 годов" (см. там же, с. 323-24). Книга создана в периодподготовки Окт. социалистич. революции, когда вопрос о гос-ве, об отношении к нему пролетариата приобрёл особую важность в теоретич. и в практиче-ски-политич. отношениях. Написанная в условиях подполья (ст. Разлив и Гельсингфорс) в авг.- сент. 1917, опубликована впервые в мае 1918 в Петрограде изд-вом "Жизнь и знание". За годы Сов. власти труд "Г. и р." был издан (на 1 янв. 1971) 232 раза. Он напечатан на 58 языках (в т. ч. 32 - народов СССР и 26 - иностранных) общим тиражом 9212 тыс. экз., издавался более чем в 30 странах мира. Подготовит. материалы - "Марксизм о государстве" опубл. в 1930 в XIV Ленинском сборнике, отд. изд. в 1931, 1932, 1933, 1934, 1958.

В "Г. и р." Ленин изложил и рассмотрел все основные положения и выводы К. Маркса и Ф. Энгельса о гос-ве, отстоял марксистскую теорию гос-ва, в особенности пролет. гос-ва, в борьбе против оппортунистов из 2-го Интернационала, развил дальше эту теорию, обобщив опыт междунар. рабочего движения, опыт революц. борьбы росс. пролетариата к нач. 20 в. Опираясь на работы Маркса и Энгельса, Ленин раскрывает классовую сущность гос-ва, предпосылки его возникновения, его роль в классово-антагонистич. обществе как орудия диктатуры эксплуататорских классов. Ленин доказывает, что хотя формы совр. бурж. гос-ва разнообразны, но суть их одна: диктатура буржуазии. Ленин показал, как в процессе изучения опыта Революции 1848 и Парижской Коммуны (1871) развивались взгляды Маркса и Энгельса на гос. аппарат бурж. общества, как представляли они себе образование аппарата пролет. гос-ва и его функции. В книге с классовых позиций решается и вопрос об отношении пролетариата к гос-ву, о необходимости уничтожения старого, бурж. гос. аппарата в ходе социалистической революции и создания гос-ва нового и высшего типа. Ленин выступил против оппортунистов, извращавших марксистское учение о гос-ве, отрицавших диктатуру пролетариата. Ленин обосновывает необходимость диктатуры пролетариата на весь ист. период перехода от капитализма к социализму: "Марксист лишь тот,- подчёркивает Ленин,- кто распространяет признание борьбы классов до признания диктатуры пролетариата. В этом самое глубокое отличие марксиста от дюжинного мелкого (да и крупного) буржуа. На этом оселке надо испытывать действительное понимание и признание марксизма" (там же, с. 34).

Дальнейшее развитие Лениным марксистской теории гос-ва заключается в анализе классовой сущности совр. бурж. гос-ва, в раскрытии путей и средств завоевания диктатуры пролетариата, создания и упрочения пролет. гос-ва, в определении его целей и задач, в обосновании руководящей и направляющей роли Коммунистич. партии в социалистич. строительстве, в разъяснении предпосылок отмирания гос-ва. Ленин отмечает, что в условиях гос.-монополистич. капитализма происходит "...необыкновенное усиление „государственной машины", неслыханный рост ее чиновничьего и военного аппарата..." (там же, с. 33). Он развеивает мелкобурж. иллюзии о возможности постепенного преобразования капита-листич. общества в социалистическое без революции. Создание государства социалистического типа Ленин неразрывно связывает с завоеванием пролет. демократии, обеспечивающей привлечение самых широких масс трудящихся во главе с рабочим классом к управлению гос-вом. Это, указывает он, "...неизбежно должно быть государством по-новому демократическим (для пролетариев и неимущих вообще) и по-новому диктаторским (против буржуазии)" (там же, с. 35). Обобщая опыт революц. борьбы росс. пролетариата, Ленин раскрывает классовую сущность Советов, к-рые в ходе социалистич. революции превращаются в органы гос. власти (см. там же, с. 114). Пролет. республика, по мысли Ленина, должна строиться на основе принципа демократич. централизма, ничего общего не имеющего с бюрократич. централизмом современного буржуазного гос-ва.

В работе раскрывается подлинно демократич. природа пролет. гос-ва. Пролет. гос-во рассматривается Лениным как необходимое условие построения социализма. Ленин полностью разделяет критику, данную Марксом бурж. парламентаризму, углубляет и расширяет её на основе анализа новых фактов, относящихся к парламентской практике империалистич. гос-ва. Вместе с тем он видит выход не в уничтожении представит. учреждений, а в превращении их, по примеру Парижской Коммуны, из "говорилен" в "работающие" учреждения. Подчёркивая необходимость пролет. гос-ва для построения социализма, Ленин развил и конкретизировал учение Маркса и Энгельса о двух фазах коммунистич. общества. Он указывал, что различия двух фаз определяются уровнем развития производит. сил, степенью экономич., политич. и культурной зрелости. Ленин прозорливо определил роль и место гос-ва в условиях победившего социализма, перехода от первой к высшей фазе коммунистич. общества. "До тех пор,- писал он,- пока наступит „высшая" фаза коммунизма, социалисты требуют строжайшего контроля со стороны общества и со стороны государства над мерой труда и мерой потребления..." (там же, с. 97). Ленин раскрывает основы отмирания государства, он связывает этот процесс с построением высшей фазы коммунизма, преодолением противоположности между физическим и умственным трудом, между городом и деревней, с процессом слияния наций.

Книга Ленина "Г. и р." сыграла огромную роль в теоретич. и идейном вооружении большевистской партии, росс. пролетариата, междунар. коммунистич. и рабочего движения. Осн. идеи, развитые Лениным в этом и др. произведениях, написанных в первый период существования Сов. власти, легли в основу практич. деятельности Коммунистич. партии по созданию и упрочению социалистич. гос-ва и строительству коммунистич. общества. Они используются и ныне братскими коммунистич. и рабочими партиями в борьбе за демократию и социализм.

А. Г. Лашин.



ГОСУДАРСТВО-РАНТЬЕ, империалистич. государство-ростовщик, обогащающееся путём вывоза капитала в другие, преимущественно экономически слаборазвитые и зависимые гос-ва. Финанс. олигархия Г.-р. присваивает значит. долю нац. дохода стран-должников в виде прибылей (процентов и дивидендов) от прямых капиталовложений, кабальных займов, страхования, трансп. и иных услуг, предоставляемых этим странам. Обогащение финанс. олигархии Г.-р. за счёт народов других стран является одним из источников обострения противоречий монополистич. капитализма. Капитализированная прибавочная стоимость, полученная в своих странах, используется монополистами Г.-р. для извлечения огромных прибылей в странах-должниках, является средством присвоения результата неоплаченного труда рабочих этих стран. "Государство-рантье есть государство паразитического, загнивающего капитализма..." (Ленин В. И., Полн. собр. соч., 5 изд., т. 27, с. 399).

До 1-й мировой войны 1914-18 наиболее крупными Г.-р. были Великобритания, Франция и Германия. После 2-й мировой войны 1939-45 гл. междунар. эксплуататором и крупнейшим Г.-р. стали США, заграничные капиталовложения к-рых в конце 60-х гг. превышали общую сумму заграничных вложений всех прочих империалистич. гос-в. Г.-р. продолжают оставаться Великобритания и Франция, к ним относятся также Бельгия, Ирландия, Нидерланды, Португалия, Швейцария, Швеция и др. В Г.-р. превращаются ФРГ и Италия.

В условиях дальнейшего углубления общего кризиса капитализма, с крушением колониальной системы империализма и превращением мировой системы социализма в решающий фактор обществ. развития позиции и влияние Г.-р. были ослаблены вследствие сужения терр. сферы приложения капитала. Во-первых, они лишились части капиталов за границей в результате национализации иностр. собственности в странах социализма. Во-вторых, исчезла возможность новых капиталовложений в те страны, к-рые отпали от мировой капиталистич. системы. В-третьих, вследствие роста и успехов мировой системы социализма Г.-р. лишились монополии на предоставление займов экономически слаборазвитым странам. В новых условиях Г.-р. всё чаще вынуждены отказываться от методов прямого ограбления экономически слаборазвитых стран и идти на известные уступки (снижение процентных ставок при предоставлении займов, согласие на нек-рое ограничение вывоза прибылей и т. д.). Стремясь удержать эти страны в сфере империалистич. эксплуатации, закрепить их неравноправное положение в системе междунар. капиталистич. разделения труда, Г.-р. используют более утончённые формы колониализма (см. Неоколониализм). Бурж. экономисты пытаются представить отношения между Г.-р. и странами-должниками как отношения равноправного сотрудничества. Однако в действительности Г.-р. получают гораздо больше средств из этих стран, чем вкладывают в них. Напр., заграничные инвестиции США за 1950-67 равнялись 11 млрд. долл., а перевод процентов и дивидендов по ним составил за этот период 18 млрд. долл.

После 2-й мировой войны значительно увеличились капиталовложения Г.-р. в развитые капиталистич. страны. Побудительным мотивом к такому направлению капиталовложений также является в первую очередь погоня за прибылью. Наряду с экономич. причинами важную роль в вывозе капитала, особенно когда он осуществляется гос-вом, играют и политические мотивы. Так, США после 2-й мировой войны предоставили огромные займы своим союзникам по военнополитич. блокам в целях укрепления этих блоков и усиления амер. влияния в них (см. Вывоз капитала).

Лит.: Ленин В. И., Империализм, как высшая стадия капитализма, Полн. собр. соч., 5 изд., т. 27, с. 396 - 406.

В. П. Трепелков.



ГОСФИЛЬМОФОНД СССР, Всесоюзный государственный фонд кинофильмов, организован в 1948. В Г. собраны негативы и позитивы отечественных художеств. и научно-популярных фильмов (хроникально-документальные и хроникальные фильмы хранятся в Центр. гос. архиве кинофотофонодокументов) и мн. зарубежные художеств. и научно-популярные фильмы.

Г. располагает самой большой в мире коллекцией фильмов и документацией к фильмам (сценарии, монтажные листы, др. архивные материалы). В Г. производятся восстановление и печать кинофильмов, издаются справочники по истории сов. и зарубежного кино.

Г. входит в междунар. федерацию киноархивов (ФИАФ), осуществляет обмен фильмов, организует совм. с зарубежными архивами просмотры сов. фильмов в др. странах, а также получает иностранные фильмы для показа в Советском Союзе.

В 1966 в Москве открыт кинотеатр Г. "Иллюзион" (имеет филиалы в др. городах).

Лит.: Кино и время, в. 1, в. 2, кн. 1 - 2 (Справочник по международным кинофестивалям), в. 3 (Режиссёры советского художественного кино), М., 1960 - 63; Советские художественные фильмы. Аннотированный каталог, т. 1 - 4, М., 1961 - 68; [Якубович О.], В мире кинолент, М., 1964.



ГОТА (Gotha), город в ГДР, в округе Эрфурт. 57,3 тыс. жит. (1969). Значит. научный и картоиздательский центр. Крупное нар. географо-картографич. предприятие им. Германа Хака (осн. в 1785), составляющее и издающее геогр. карты, атласы, геогр. журналы (в т. ч. Petermanns Geograpnische Mitteilungen), справочники. Среди отраслей - книгоиз-дат. дело, вагоностроение, металлообработка, пищ., хим. пром-сть.



ГОТВАЛЬД (Gottwald) Клемент (23.11. 1896, дер. Дедице, Моравия, -14.3. 1953, Прага), деятель чехосл. и междунар. рабочего движения, политич. и гос. деятель Чехословакии. Сын мелкого крестьянина, с 12 лет начал трудовую жизнь. С 1912 участвовал в с.-д. движении молодёжи. С 1918 - сторонник левого крыла С.-д. партии. Один из основателей КПЧ. В 1922-25 редактор коммунистич. газ. "Правда худоби" ("Pravda chudoby"), "Глас лиду" ("Hlas lidu"). С 1925 чл. ЦК и Политбюро ЦК КПЧ, в 1926- 1929 зав. отделом пропаганды и агитации ЦК КПЧ. На 5-м съезде КПЧ (1929) избран ген. секретарём ЦК, а в 1945 - пред. КПЧ. С 1928 чл. ИККИ, в 1935- 1943 секретарь ИККИ. После принятия чехосл. бурж. пр-вом Мюнхенского соглашения 1938 Г. по решению ЦК КПЧ выехал в Москву, где возглавил заграничный руководящий центр КПЧ. После освобождения Сов. Армией вост. части Чехословакии Г. вошёл в состав первого пр-ва Нац. фронта в Кошице (4 апр. 1945) в качестве зам. пред. пр-ва. В 1946 возглавил коалиционное пр-во. После Февральских событий 1948 сформировал новое правительство, очищенное от буржуазных заговорщиков. С 14 июня 1948 - президент Чехословацкой Республики.

Г. принимал руководящее участие в разработке генеральной линии КПЧ на построение социализма в стране, провозглашённой на 9-м съезде КПЧ (май 1949). Г. был большим другом Сов. Союза, подлинным интернационалистом. Г. провозгласил ставший всенародным лозунг: "С Советским Союзом на вечные времена!". В ЧССР учреждён орден К. Готвальда. Имя Г. присвоено г. Злин после объединения его с несколькими населёнными пунктами.

Соч.: Spisy, sv. 1 - 15, Praha