загляните на купон-скидку или справочники: окна kbe, окна veka, окна rehau, остекление балкона, остекление лоджии, изготовление окон, монтаж окон, остекление, производство окон, металлопластиковые окна, окна пвх, пластиковые окна, установка окон, стеклопакеты и евроокна.



ВСЁ О СТРОИТЕЛЬСТВЕ, ЖЕЛЕЗОБЕТОНЕ, БЕТОНЕ, АРХИТЕКТУРЕ И НЕ ТОЛЬКО...:
ОПРЕДЕЛЕНИЯ:

АСФАЛЬТИРОВАНИЕ, устройство асфальтобетонных покрытий на автомобильных дорогах, улицах, аэродромах и т. п. путём укладки и уплотнения асфальтобетонной смеси по предварительно подготовленному основанию. В зависимости от назначения покрытия асфальтобетонную смесь (асфальтобетон) укладывают в один или два слоя на основание из щебня, гравия (нежёсткое основание) или бетона (жёсткое основание). Нижний слой толщиной 4-5 см устраивают из крупно- или среднезерни-стой смеси с остаточной пористостью 5-10% ; верхний слой толщиной 3-4 см-из средне- или мелкозернистой смеси (остаточная пористость 3-5%). При тяжёлых нагрузках и интенсивном движении транспорта покрытия устраивают 3-4-слойными общей толщиной 12-15 см. АСФАЛЬТИРОВАНИЕ начинается с очистки основания от пыли и грязи механич. дорожными щётками и поливомоечными машинами, исправления неровностей основания, обработки его поверхности жидким битумом или битумной эмульсией. Асфальтобетонная смесь приготовляется в асфальтобетоно-смесителях на стационарных или полустационарных заводах (установках), доставляется на место автомобилями-самосвалами и загружается в приёмный бункер асфалътобетоноукладчика, к-рый укладывает, разравнивает и предварительно уплотняет смесь. Окончат. уплотнение осуществляется катками дорожными. .


КОММУНАЛЬНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО, отрасль строительства, занятая сооружением объектов, связанных с обслуживанием жителей городов, посёлков городского типа, районных сельских центров и населённых пунктов сельской местности. В числе этих объектов: системы водоснабжения и канализации с очистными сооружениями и сетями; сооружения городского электрического транспорта с путевым, энергетическим хозяйством, депо и ремонтными предприятиями; сети газоснабжения и теплоснабжения с распределительными пунктами, районными и квартальными котельными; электрические сети и устройства напряжением ниже 35 кв; гостиницы; городские гидротехнические сооружения; объекты внешнего благоустройства населённых мест, озеленения, дороги, мосты, путепроводы, ливнестоки; предприятия санитарной очистки, мусороперерабатывающие и др. Планомерное развитие КОММУНАЛЬНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА в СССР началось ещё в 1-й пятилетке и осуществлялось нарастающими темпами до начала Великой Отечеств, войны 1941-45. В годы 4-й пятилетки (1946-50) проводились работы по восстановлению объектов коммунального назначения, разрушенных во время нем.-фаш. оккупации. В последующие годы КОММУНАЛЬНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО велось высокими темпами в связи с бурным развитием промышленности, культуры, увеличением численности городов и посёлков городского типа .
ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО, теория и практика планировки и застройки городов (см. Город). ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО определяют социальный строй, уровень развития производственных сил, науки и культуры, природно-климатичие условия и национальные особенности страны. ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО охватывает сложный комплекс социально-экономических, строительно-технических, архитектурно-художественных, а также санитарно-гигиенических проблем. Общим для ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО досоциалистических формаций является большее или меньшее влияние на него частной собственности на землю и недвижимое имущество..
ЗЕЛЁНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО, составная часть современного градостроительства. Городские парки, сады, скверы, бульвары, загородные парки (лесопарки, лугопарки, гидропарки, исторические, этнографические, мемориальные), национальные парки, народные парки, тесно связанные с планировочной структурой города, являются необходимым элементом общегородского ландшафта. Они способствуют образованию благоприятной в санитарно-гигиеническом отношении среды, частично определяют функциональную организацию городских территорий, служат местами массового отдыха трудящихся и содействуют художественной выразительности архитектурых ансамблей. При разработке проектов садов и парков учитывают динамику роста деревьев, состояние и расцветку их крон в зависимости от времени года.

Главная страница
Поиск по сайту
Оглавление страниц

Объяснение слов: словарь, справочник, информация. Строительство, экономика, промышленность - все сферы жизни: от А до Г, от Г до П и от П до Я

ежде всего кредитной кооперации. Банк кредитует также промышленность, торговлю, предоставляет кредиты гос-ву путём инвестиций, 87% к-рых составляют облигации займов центр. пр-ва и пр-в штатов. Краткосрочные ссуды кредитной кооперации, частной пром-сти и торговле занимают ок. 60% вкладов банка. Банк выполняет поручения Резервного банка там, где нет отделений последнего. В нач. 1961 банк имел 900 отделений, в нач. 1970 их было 1555 (а включая отделения дочерних банков-св. 3000, или ок. 1/3 отделений коммерч. банков страны). Св. половины отделений находится в сел. местности и посёлках полугор. типа. Сумма баланса банка составила в сер. 1970 13,5 млрд. рупий, вклады - 11,3 млрд. рупий, ссуды -10,8 млрд. рупий, инвестиции -3,0 млрд. рупий.

М. Ю. Бортник.



ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БАНК МНР, единый эмиссионный, расчётный и кредитный центр МНР. Создан в 1954 на базе реорганизации монг. торг.-пром. банка (Монголбанка), функционировавшего с 1924 по 1954 как Монг.-сов. акц. об-во. Уставный фонд банка был определён в сумме 13,7 млн. тугриков.

Банк предоставляет краткосрочные кредиты для формирования оборотных средств гос. и кооперативным предприятиям и орг-циям, переведённым на хоз. расчёт (в ряде отраслей нар. х-ва уд. вес этих кредитов достигает 90% оборотных средств), финансирует с.-х. объединения на капитальное стр-во, организацию водоснабжения, внедрение техники и т. д., а также предоставляет им краткосрочные кредиты на покупку семян, кормов, на сезонные затраты. Населению банк выдаёт кредиты на индивидуальное жилищное строительство. С 1964 введён дифференцированный режим кредитования и расчётов хорошо и плохо работающих предприятий.

Банк регулирует ден. обращение в стране; организует безналичные расчёты между хоз. органами, контролирует их производств.-хоз. деятельность и кассовое исполнение бюджета. В кон. 60-х гг. Госбанк осуществлял кредитно-расчётные операции с 40 иностр. банками. В систему банка в 1970 входили 19 областных отделений и 13 их филиалов, 200 сберегат. касс.



ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БАНК СССР, Госбанк, единый эмиссионный, кассовый и расчётный центр СССР, осн. банк кредитования и финансирования нар. х-ва и населения. До 1923 Госбанк РСФСР. Осн. по инициативе В. И. Ленина. 4 окт. 1921 В. И. Ленин подписал декрет СНК об учреждении Госбанка РСФСР. Декрет был утверждён 4-й сессией ВЦИК 7 окт. 1921. Пост. ЦИК СССР от 6 июля 1923 Госбанк РСФСР был реорганизован в Госбанк СССР.

В течение первого года деятельности Госбанк выполнял только кредитные и расчётные операции. Декретом СНК от 11 октября 1922 Госбанку было предоставлено право эмиссии банковских билетов. Другие кредитные учреждения СССР права эмиссии не имеют. На Госбанк возложена также эмиссия казначейских билетов и разменной монеты.

Сов. пр-во использовало Госбанк как важный экономич. ин-т на всех этапах развития Сов. гос-ва: в целях ликвидации капиталистич. элементов и укрепления социалистич. строя, в индустриализации и коллективизации страны, в выполнении первых пятилеток и обеспечении победы социализма. Важную роль сыграл он в годы Великой Отечеств. войны 1941-45, в послевоен. восстановлении и дальнейшем развитии экономики страны. В условиях экономич. реформы, проводимой в СССР с 1966, быстрого расширения сферы кредитного метода финансирования нар. х-ва Госбанк играет важную роль в решении хоз.-политич. задач, в построении материально-технич. базы коммунизма. 24-й съезд КПСС (1971) поставил перед Госбанком задачу- при кредитовании предприятий и орг-ций содействовать более полной мобилизации резервов обществ. произ-ва и повышению его эффективности.

Госбанк осуществляет эмиссию наличных денег и организует ден. обращение в стране; проводит краткосрочное кредитование нар. х-ва; финансирование и долгосрочное кредитование капитальных вложений с.-х., заготовит. и нек-рых других предприятий и орг-ций, потребительской кооперации, лесного и водного х-ва, а также населения в сел. местности; организует сберегательное дело, осуществляет расчёты в нар. х-ве, кассовое исполнение гос. бюджета, междунар. кредитные и расчётные операции и операции с драгоценными металлами и иностр. валютой.

Госбанк СССР - крупнейший банк мира. В 1970 банк имел 4135 учреждений, к-рые обслуживали св. 978 тыс. пром. предприятий, совхозов и колхозов, торг. и др. орг-ций и индивидуальных заёмщиков. Его клиентам было открыто 4,2 млн. расчётных, текущих и ссудных счетов. В 1970 отраслям нар. х-ва было выдано 934 млрд. руб. краткосрочных ссуд, ок. 3 млрд. руб. долгосрочных ссуд и св. 12 млрд. руб. (не включая операции по соглашению со Стройбанком СССР) в порядке финансирования капитальных вложений. Переходящая задолженность на 1 янв. 1971 по краткосрочным ссудам составила 100,1 млрд. руб., из них промышленности -36,1 млрд. руб., торговли-31,1 млрд. руб., с. х-ва и заготовок - 17,5 млрд. руб. Платёжный оборот, прошедший через банк за 1970, составил примерно 1480 млрд. руб. В 78,3 тыс. сберкасс и агентств открыто 80,1 млн. счетов по вкладам, на к-рых к 1 янв. 1971 находилось 46,6 млрд. руб. За 1970 сберкассы провели 1227 млн. операций.

Госбанк играет важную роль в осуществлении междунар. расчётов и валютных операций. Расширяются корреспондентские связи Госбанка и Банка для внешней торговли СССР с иностр. банками, а также операции сов. банков за границей, гл. акционером к-рых является Госбанк. Правовое положение банка определяется его Уставом, утверждаемым Сов.Мин. СССР. Пред. Правления Госбанка назначается Верх. Советом СССР. Банк является строго централизованной системой. Он возглавляется Правлением, имеет центр. аппарат, конторы и управления гострудсбер-касс в союзных республиках, краях, областях и АССР, агентства и широкую сеть сберкасс.

Лит.: Первый год деятельности, М., 1922 [отчёт Гос. Банка]; Четыре года существования Государственного банка СССР 1921 - 1925, Самара, 1925; Государственный банк СССР к VII Всесоюзному съезду Советов, М., 1935; Денежное обращение и кредитная система Союза ССР за 20 лет. Сб. важнейших законодательных материалов, М., 1939; Государственный банк СССР. Краткий очерк, М., 1957; Кредитно-денежная система СССР, М., 1967; Атлас М., Развитие Государственного банка СССР, М., 1958.

А. Е. Мелков.



ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БАНК ЧЕХОСЛОВАКИИ, единый эмиссионный, расчётный, кредитный и кассовый центр Чехословакии. Создан в 1950 на базе Нац. банка, Живностенского банка, Словацкого Татра-банка и Почтовой сберегат. кассы. Банк осуществляет эмиссию ден. знаков и регулирует ден. обращение в стране; организует расчёты в нар. х-ве; концентрирует все временно свободные средства предприятий, гос. бюджета, финанс. и кредитной систем и предоставляет кредиты гос. орг-циям на производственные цели и капиталовложения; финансирует капитальное строительство, осуществляет кассовое обслуживание гос. бюджета. Банку предоставлено право покупки и продажи золота, иностр. валюты, драгоценных металлов, а также осуществления междунар. расчётов.

Уставный фонд банка определён в 1 млрд. крон, ген. резервный фонд - 1 млрд. крон. Общий объём задолженности по кредитам на производств. деятельность и капиталовложения в нар. х-во к нач. 1971 составил 242,8 млрд. крон (в т. ч. на производств. нужды 175,1 млрд. крон, на капиталовложения 67,7 млрд. крон). Л. X. Суляева.



ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ, см. Бюджет государственный.

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГОРНОТЕХНИЧЕСКИЙ НАДЗОР в СССР, система мероприятий по обеспечению гос. контроля за соблюдением правил, норм и инструкций, разработкой и проведением профилактич. мер по технике безопасности и охране недр. Высший орган, осуществляющий Г. г. н.,- Государственный комитет по надзору за безопасным ведением работ в пром-сти и горному надзору при Сов. Мин. СССР (Госгортехнадзор СССР). Осн. задачи Г. г. н.: надзор за безопасным ведением работ в угольной, горнорудной, горнохим., нерудной, нефте- и газодобывающей, хим., металлургич. и нефтегазоперерабатывающей пром-сти, в геологоразведочных экспедициях и партиях, при устройстве и эксплуатации подъёмных сооружений, котельных установок и сосудов, работающих под давлением, трубопроводов для пара и горячей воды, объектов, связанных с добычей, транспортировкой, хранением и использованием газа, надзор за безопасным ведением взрывных работ в пром-сти, а также за правильностью эксплуатации месторождений полезных ископаемых, за охраной недр; предоставление участков для разработки.

Госгортехнадзор СССР утверждает в установленном порядке отраслевые и межотраслевые правила, инструкции и нормы по безопасному ведению работ для подконтрольных отраслей пром-сти. В его обязанности входит также выдача разрешений на применение новых образцов электромеханич. оборудования, выемочных машин (в части общей безопасности и предупреждения пылеобразова-ния) и контрольно-измерит. аппаратуры в рудничном взрывобезопасном исполнении, предназначен. для подземных горных работ, а также новых образцов рудничных самоспасателей.

Госгортехнадзору СССР и его органам предоставлено право: приостанавливать работы; давать обязательные для руководителей предприятий и организаций предписания об устранении нарушений правил, норм и инструкций по безопасному ведению работ и охране недр; делать представления о наложении дисциплинарных взысканий, об отстранении от выполняемой работы лиц, систематически нарушающих правила, нормы и инструкции, а также лиц, допустивших самовольное возобновление работ; налагать штраф на должностных лиц; расследовать обстоятельства и причины аварий и случаев производств. травматизма с тяжёлым исходом; принимать участие в работе гос. приёмочных комиссий по приёмке в эксплуатацию предприятий, производств. объектов, подконтрольных органам Госгортехнадзора; контролировать состояние и готовность военизированных горноспасат. частей и подразделений газоспасат. службы.

Госгортехнадзор СССР осуществляет свою деятельность в контакте с технич. инспекциями соответствующих отраслевых профсоюзов. с. Я. Хейфиц.

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДЕПАРТАМЕНТ (Department of State), главное внешнеполитич. ведомство США (с 1789), исполняющее функции Мин-ва иностр. дел. Возглавляется гос. секретарём. Юридически Г. д. рассматривается как совещат. орган (конституция США возлагает осуществление внеш. политики на президента). Фактически Г. д. проводит в жизнь внешнеполитич. курс, вырабатываемый президентом и конгрессом. Выполняет также нек-рые функции, относящиеся к чисто внутр. делам (в частности, опубликование законов).

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОГОВОР О ВОССТАНОВЛЕНИИ НЕЗАВИСИМОЙ И ДЕМОКРАТИЧЕСКОЙ АВСТРИИ (1955), договор между четырьмя великими державами - участницами антигитлеровской коалиции во 2-й мировой войне 1939-45: СССР, США, Великобританией и Францией, с одной стороны, и Австрией (к-рая была в марте 1938 захвачена фашистской Германией и освобождена в марте -начале мая 1945 в результате разгрома фаш. Германии)- с другой. Подписан 15 мая 1955 в Вене. Заключению договора предшествовали длит. переговоры, в ходе к-рых зап. державы, стремившиеся превратить терр. Зап. Австрии в плацдарм НАТО (см. Организация Североатлантического договора), затягивали решение австр. вопроса. Сов.-австр. переговоры, состоявшиеся в Москве 12-15 апр. 1955 по инициативе пр-ва СССР, привели к достижению договорённости по наиболее важным вопросам, связанным с подписанием договора. В Моск. меморандуме, опубликованном позднее, Австрия взяла на себя обязательство проводить политику постоянного нейтралитета. Договор положил конец оккупации Австрии войсками четырёх держав, восстановил суверенитет и независимость австрийского государства в границах, существовавших на 1 января 1938. Подписавшие договор великие державы взяли на себя обязательство уважать независимость и территориальную целостность Австрии. В договор включены статьи, запрещающие аншлюс (присоединение) Австрии к Германии, вступление Австрии в политич. или экономич. союз с Германией в к.-л. форме. Договор обязывает австр. пр-во обеспечить демокра-тич. свободы в стране, не допускать деятельности нацистских и фаш. орг-ций. В соответствии с экономич. положениями договора Австрии были переданы бывшие герм. активы и (за соответствующую компенсацию) бывшие сов. предприятия в Вост. Австрии. Договор вступил в силу 27 июля 1955. Вывод оккупац. войск из Австрии завершился 25 окт. 1955. Договор явился вкладом в дело разрядки междунар. напряжённости и укрепления мира в Европе, создал необходимые предпосылки для развития независимой Австрии, подъёма её экономики и культуры. 26 окт. 1955 австр. парламент принял конституционный закон о постоянном нейтралитете Австрии.

Публ.; Государственный договор о восстановлении независимой и демократической Австрии, "Правда", 1955, 16 мая.

Лит.: Белецкий В. Н.. Советский Союз и Австрия, М.. 1962; СССР в борьбе за независимость Австрии, М.. 1965.

Д. Н. Мочалин.



ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ, общая сумма задолженности гoc-ва по непогашенным займам н невыплаченным процентам по ним. С учётом сферы размещения займов Г. д. подразделяется на внутренний и внешний. По срокам погашения различают Г. д. капитальный (задолженность, по к-рой срок платежа не наступил) и текущий (срок уплаты наступает в данном или ближайшем бюджетном году). При капитализме возникновение и рост Г. д. обусловлены самим способом произ-ва. В. И. Ленин указывал, что гос. долги, как и налоги, объективно необходимы для содержания бурж. гос-ва (см. Полн. собр. соч., 5 изд., т. 33, с. 12). Задолженность капиталистических государств мира достигает крупных размеров. В США к 1970 она составила 485 млрд. долл. (включая задолженность штатов и местных органов власти), а в Великобритании - 44 млрд. ф. ст. Во мн. капиталистич. странах Г. д. растёт быстрее, чем нац. доход, и, т. о., отношение суммы Г. д. к нац. доходу возрастает. Если в США в 1914 Г. д. составлял 3,3% нац. дохода, то в 1969-63% ; в Великобритании соответственно 31,2% и 126,1% . Непосредств. причиной увеличения Г. д. является дефицитность бюджета (см. Бюджет государственный). Рост Г. д. влечёт за собой возрастание долговых обязательств гос-ва, ежегодно предъявляемых казначейству для уплаты.

В развивающихся странах Г. д. состоит преимущественно из внеш. займов. В 1970 задолженность развивающихся стран достигла 60 млрд. долл. В 60-х гг. 20 в. внешняя задолженность по темпам роста примерно в 2 раза опережала экспортные доходы этих стран. Рост платежей по внешним долгам ложится тяжёлым бременем на экономику развивающихся стран. Напр., лат.-амер. страны расходуют ок. 35% валютных поступлений от экспорта на погашение внешней задолженности.

В дореволюц. России систематич. рост Г. д. имел в своей основе выпуск многочисл. гос. и гарантированных казной частных займов. На 1 янв. 1914 он выражался в сумме 8811,2 млн. руб. После Окт. социалистич. революции в соответствии с декретом ВЦИК от 21 янв. (3 февр.) 1918 все Г. д. царского и Временного пр-в были аннулированы, при сохранении интересов мелких держателей гос. бумаг.

В социалистич. странах Г. д. вызывается необходимостью использования займов (см. Займы государственные) в качестве одного из методов привлечения ден. ресурсов населения для расширенного социалистич. воспроиз-ва и повышения нар. благосостояния. На 1 апр. 1957, к моменту прекращения выпуска гос. займов, размещаемых по подписке среди населения, и отсрочки их погашения на 20 лет, Г. д. СССР составил примерно 26 млрд. руб. 24-й съезд КПСС (1971), учитывая возросший экономич. потенциал страны, принял решение о досрочном (на 6 лет раньше намеченного срока) погашении облигаций займов, оставшихся у населения. В 1974-75 погашается облигаций на 2 млрд. руб., в последующие годы размеры выплат по облигациям будут увеличиваться, и все облигации будут погашены к 1990.

Лит. см. при ст. Государственный кредит. Р. Д. Винокур, Т. В. Гуйда.

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЗНАК КАЧЕСТВА в СССР, с 1967 знак, проставляемый на товарах нар. потребления и производственно-технического назначения высокого качества. Ставится непосредственно на товаре или на упаковке, таре, а также в товаро-сопроводит. документации, на ярлыках и этикетках (независимо от товарного знака). Право использования Г. з. к. предоставляется предприятиям мин-вами (ведомствами) сроком на 2-3 года на основании результатов гос. аттестации качества выпускаемой этими предприятиями пром. продукции. Ю. И. Свядосц.

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КАПИТАЛИЗМ, комплекс гос. мероприятий, направленных на ускорение экономич. развития страны. Сущность Г. к. определяется классовой природой гос-ва, конкретной историч. обстановкой и спецификой экономики тех или иных стран. Г. к. различен в эпоху домонополистич. капитализма, в эпоху диктатуры пролетариата, в развивающихся странах после завоевания ими политич. независимости.

В эпоху домонополистич. капитализма Г. к.- гос. вмешательство в экономич. жизнь с целью ускорения процесса расширенного капита-листич. воспроиз-ва.

На ранних стадиях капитализма нарождавшаяся буржуазия использовала гос-во для ускорения процесса частнокапиталистич. накопления. Гос. мероприятия в этой области осуществлялись в трёх направлениях. Во-первых, превращение гос., церковных и общинных земель в частную собственность. "Государственные земли отдавались в дар, продавались за бесценок или же присоединялись к частным поместьям путём прямой узурпации" (Маркс К., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 23, с. 735). Раздача гос. земель являлась наиболее распространённой формой гос. субсидий частному капиталу и на более поздних стадиях капитализма. Так было в Великобритании, России, США и др. странах. В США, напр., строительство ж. д., осуществлявшееся частным капиталом, сопровождалось раздачей гос. земель ж.-д. магнатам. Во-вторых, обеспечение капиталистич. предприятий рабочей силой путём издания драконовских законов о нищих, на основе к-рых беднота насильственно заключалась в работные дома тюремного типа, поставлявшие дешёвых работников фабрикантам, как это было в Великобритании. В России гос-во предоставляло частным заводчикам принадлежавших ему крепостных крестьян в качестве рабочей силы. В-третьих, осуществление колониальных захватов, гл. выгоды от к-рых извлекал частный капитал. Так, накопление капитала, усиленное активной помощью гос-ва, ускорило пром. развитие Великобритании, что позволило ей занять в 19 в. господствующее положение в капиталистич. мире.

По мере развития капитализма в др. странах Европы и Америки потребовались наряду с перечисленными и новые формы гос. вмешательства в экономич. жизнь, направленные на ускорение капиталистич. развития и защиту нац. буржуазии от брит. конкуренции. Во мн. странах континентальной Европы, где развитие капитализма резко отставало от Великобритании и остро сказывался недостаток частных капиталов для строительства крупных заводов, ж. д., средств связи и т. п., само гос-во начало выступать в качестве крупнейшего капиталиста. Оно на свой счёт строило рудники, ме-таллургич. з-ды, арсеналы, ж. д., телеграфную связь и т. д. Так возникала в 18 и 19 вв. гос. пром-сть в Германии, России и др. странах. Гос. пром-сть стала гл. содержанием Г. к. континентальной Европы. Наряду с этим большую роль играли прямые гос. субсидии капиталистам для сооружения крупных заводов. Рост гос. капиталовложений и субсидий повлёк за собой рост налогов и гос. долга.

В целях получения дополнит. источника доходов гос-во в ряде стран устанавливало монополию на произ-во и сбыт нек-рых потребительских товаров, напр., созданные во 2-й пол. 19 в. гос. табачная монополия в Германии и спирто-водочная монополия в России.

Способствуя т. о. развитию капитализма, гос-во одновременно охраняло нац. буржуазию от иностр. конкуренции. Отсюда - протекционизм, т. е. высокие таможенные тарифы, ставшие всеобщим явлением в последней четв. 19 в. Под прикрытием протекционистских таможенных тарифов ускорилось развитие нац. пром-сти во всех странах Европы и Америки. Характеризуя протекционизм, К. Маркс писал, что он является "...искусственным средством фабриковать фабрикантов..., насильственно ускорять переход от старого способа производства к современному" (там же, с. 767).

С развитием капитализма менялось отношение буржуазии к государству. Его роль в представлении буржуазии должна сводиться к охране устоев капитализма и защите его позиций на внешних рынках. С образованием и ростом резервной армии труда буржуазия уже больше не нуждалась в насильств. привлечении рабочей силы. С другой стороны, резко обострилась классовая борьба пролетариата против варварских, ничем не ограниченных методов эксплуатации. В результате бурж. гос-во вынуждено было пойти на принятие законов, ограничивавших применение детского и женского труда, сокращавших продолжительность рабочего дня и положивших начало социальному страхованию. Развитие новых средств связи и транспорта (организация телеграфно-телефонной связи, ввод в эксплуатацию гор. транспорта, строительство ж. д. и т. д.) потребовало известной финанс. помощи и регулирования со стороны гос-ва. Иногда гос-во было вынуждено само браться за строительство нерентабельных ж. д. или выкупать их у частных обществ, оказавшихся несостоятельными.

Буржуазия стала также прибегать к помощи гос-ва во время экономич. кризисов. Помимо спасения обанкротившихся капиталистов путём предоставления дешёвого гос. кредита, субсидий или скупки обанкротившихся предприятий по высоким ценам, как это делал канцлер Бисмарк в Германии в 80-х гг. 19 в., государство с целью уменьшения безработицы и притупления классовой борьбы организует во время кризисов общественные работы, за которыми всегда скрываются выгодные заказы частной пром-сти на поставку материалов для гос. строительства дорог, каналов и т. п.

Т. о., обеспечение условий для эксплуатации рабочей силы и выколачивания прибавочной стоимости, раздача гос. земель в частную собственность, завоевание и ограбление колоний, создание гос. промышленности и казённых монополий, гос. субсидии и дешёвые кредиты капиталистам, протекционизм, обществ. работы во время экономич. кризисов - таково осн. содержание Г. к. в эпоху капитализма свободной конкуренции. В. И. Ленин писал, что "...государственный капитализм есть налицо - в той или иной форме, в той или иной степени - всюду, где есть элементы свободной торговли и капитализма вообще" (Полн. собр. соч., 5 изд., т. 43, с. 222). Всё же в эту эпоху гос. вмешательство в экономич. жизнь сводится к минимуму и носит эпизодич. характер.

Рост гос. собственности на средства произ-ва, а также мероприятия бурж. гос-ва в области рабочего законодательства и социального страхования послужили поводом для утверждений некоторых буржуазных экономистов, напр. К. Родбертуса-Ягецова (Германия), и реформистов типа Ф. Лассаля (Германия) о мирном превращении капитализма в социализм (см. "Государственный социализм"). Ф. Энгельс, резко критиковавший несостоятельность подобных взглядов, писал: "Это чисто корыстная, манчестерски-буржуазная фальсификация называть „социализмом" всякое вмешательство государства в свободную конкуренцию - покровительственные пошлины, гильдии, табачную монополию, огосударствление отдельных отраслей промышленности, Seehandlung, королевский фарфоровый завод. Мы должны подвергать это критике, а не принимать на веру" (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 35, с. 140). Вместе с тем Энгельс всегда подчёркивал двойственную природу гос. капиталистич. собственности. Гос. собственность при капитализме не разрешает конфликта между производит. силами и производств. отношениями, но "...она содержит в себе формальное средство, возможность его разрешения" (там же, т. 19, с. 223). Во-первых, она доказывает возможность ведения производства без капиталистов, во-вторых, при переходе власти в руки рабочего класса она автоматически превращается в социалистическую собственность. Энгельс указывал, что передача промышленных и коммерческих функций в руки гос-ва может иметь прогрессивный характер, это - шаг вперёд к коммунизму (см. там же, т. 34, с. 255).

Г. к. качественно отличен от государственно-монополистического капитализма. Если первый возникает на ранних стадиях, то последний является результатом высшей стадии развития капитализма. Если в основе первого лежит недостаточность частнокапиталистич. накопления, то базой второго являются концентрация произ-ва и господство монополий, свидетельствующие об огромном накоплении капитала. Если в первом случае гос. вмешательство в экономику осуществляется эпизодически, то во втором оно приобретает постоянный и систе-матич. характер с целью сохранения перезрелого капитализма в условиях его общего кризиса, существования мировой социалистич. системы и распада колониальной системы империализма.

С. Л. Далин.

В развивающихся странах Г. к. - создание гос. предприятий и учреждений в сфере экономики, а также система экономич. мероприятий, направл. на регулирование частного нац. и иностр. предпринимательства, воспроизводства рабочей силы, финансирования и кредитования важнейших объектов общегос. значения. В странах, достигших независимости в результате краха колониальной системы империализма, Г. к.--важнейшее средство активного вмешательства гос-ва в экономику, орудие перестройки хоз. структуры, сложившейся в период колониальной или полуколониальной зависимости. Побудительным мотивом этого вмешательства в экономику является стремление форсировать хоз. развитие отсталых стран, ослабить их экономич. и политич. зависимость от мировой капиталистич. системы. Известное значение для ряда развивающихся стран имеет и слабость частного нац. капитала, к-рый не в состоянии обеспечить финансирование строительства дорогостоящих объектов с длит. циклом освоения.

Создание и расширение государственного сектора становится в 60-70-х гг. 20 в. одной из характерных черт экономич. развития большинства стран Азии, Африки и Лат. Америки независимо от политич. ориентации правительств этих стран. Однако характер развития, экономическое значение и социальные последствия роста гос. сектора резко различаются в зависимости от того, кому принадлежит власть и каковы социальныеустремления господствующих сил общества. В ряде стран (АРЕ, Бирма, Гвинея, Алжир, Нар. Республика Конго) гос. сектор и меры по гос. регулированию экономич. жизни направлены против империалистич. монополий и крупной нац. буржуазии. Усиление позиций гос-ва в решающих отраслях нар. х-ва (энергетика, крупная пром-сть, внеш. торговля, финансы и кредит) способствует созданию независимой экономики и решению сложных социальных проблем. В странах, где экономич. политику гос-ва определяет крупная нац. буржуазия, развитие гос. сектора нередко ограничивается теми отраслями и предприятиями, к-рые способствуют росту частного предпринимательства в более прибыльных отраслях произ-ва.

Формирование гос. сектора в развивающихся странах происходит различными путями. В ряде стран он создавался первоначально за счёт тех предприятий и учреждений, к-рые остались от колониальных властей. Объём такой собственности обычно невелик, поскольку колонизаторы не строили крупных предприятий. В др. странах гос. сектор создавался путём национализации иностр. и отечеств. компаний. В нек-рых странах после завоевания независимости была частично национализирована собственность только иностр. владельцев, в АРЕ, Бирме и др. национализация затронула и местный капитал.

Осн. методом расширения гос. сектора является новое строительство, осуществляемое обычно на основе нац. программ развития. Именно на этой базе развивается и крепнет гос. сектор в АРЕ, Гвинее, Индии и ряде др. развивающихся стран. В АРЕ национализация имущества частных компаний и крупные гос. инвестиции в новое строительство привели к тому, что к нач. 70-х гг. гос-ву принадлежало или находилось под его контролем более половины стоимости всех осн. фондов нар. х-ва. Национализированы все активы в области финансов и инфраструктуры. В пром-сти ок. 90% производств. мощностей представляет гос. собственность или контролируется гос-вом. В кон. 60-х гг. предприятия гос. сектора производили более 3/4 всей пром. продукции. В Индии в ходе выполнения трёх 5-летних планов (1951/52-1955/56; 1956/57- 1960/61; 1961/62-1965/66) были построены крупные гос. металлургич. и маш.-строит. з-ды, предприятия нефтедобывающей, хим., лёгкой пром-сти. Объём пром. произ-ва за период 1960-69 увеличился на 54%. Линия на дальнейшее усиление гос. сектора нашла своё выражение в национализации крупнейших частных банков и решении инд. пр-ва национализировать импорт пром. сырья (1969).

В Бирме в результате национализации имущества иностр. монополий и ограничения частного предпринимательства гос. сектор занял господствующее положение в добывающей и обрабатывающей пром-сти, на транспорте, в банках и внеш. торговле.

Особое значение для развивающихся стран имеет введение полной или хотя бы частичной монополии внеш. торговли, а также укрепление позиций гос-ва в сфере банковского дела и кредита. Подобные гос. мероприятия позволяют концентрировать доходы страны для нужд нац. развития, спссобствуют решению проблемы накопления. Рост гос. сектора позволяет вовлекать избыточное трудоспособное население деревни в пром-сть, транспорт, сферу обслуживания, расширяет ёмкость внутр. рынка, способствует повышению жизненного уровня населения.

Значение Г. к. в экономике развивающихся стран определяется и тем, что рост гос., общенац. собственности и расширение гос. вмешательства в экономику способствуют осуществлению нац. программы развития на основе перспективных планов. Реальность этих планов находится в прямой зависимости от размеров и структуры гос. сектора, от объёма и распределения гос. инвестиций, от последовательности в проведении мер по гос. регулированию экономич. процессов, протекающих в стране.

Развитие Г. к.- объективная необходимость для стран Азии, Африки и Лат. Америки, борющихся за свою экономич. самостоятельность, за полный суверенитет. Е. А. Брагина, Н. В. Опарин.

В переходный период от капитализма к социализму Г, к.- один из общественно-экономич. укладов, к-рый допускается и регулируется пролет. гос-вом. Существует в форме концессий иностр. капитала, аренды гос. предприятий, смешанных обществ, частной торговли на комиссионных началах, кооперации и др.

Теоретич. обоснование сущности Г. к. в переходный период от капитализма к социализму было дано В. И. Лениным. Он отмечал, что принципиально новая природа Г. к. предопределяется новым (пролетарским) характером власти и условиями, в к-рых он действует, когда капитализм перестаёт быть, а социализм ещё не стал господствующим способом произ-ва (см. Полн. собр. соч., 5 изд., т. 45, с. 84-85).

Как особый уклад переходного периода Г. к. может сыграть важную роль на пути социалистич. преобразования экономики. Он является более прогрессивной формой х-ва по сравнению с частным капитализмом, мелкотоварным и натуральным произ-вом. Переход частного капитализма, а вместе с ним и мелкотоварного произ-ва на рельсы Г. к. облегчает переход страны к социализму, ибо позволяет сохранить или создать крупное машинное произ-во, использовать в интересах пролетариата ден. средства, знания, опыт, организаторские способности буржуазии и бурж. интеллигенции.

Общей закономерностью для всех стран, переходящих к социализму, является многоукладность в экономике переходного периода. Ликвидация многоукладности и превращение социалистич. уклада в господствующую систему общественного произ-ва составляют содержание переходного периода. Переход от капитализма к социализму отдельных стран происходит в разное время и при различных внутр. и внеш. условиях. Исходный уровень экономики страны, с к-рого начинается переход к социализму, соотношение классовых сил внутри данной страны и на мировой арене обусловливают особенность использования Г. к. в интересах победы социализма.

Особенностью Г. к. в СССР явилось то, что гос. капиталистич. предприятия оставались общенар. собственностью. В собственности концессионеров-арендаторов оставался только оборотный капитал (готовая продукция, ден. средства). Осн. же фонды (здания, оборудование, земля и т. д.), включая вновь построенные и ввезённые из-за границы, не могли быть проданы или переданы капиталистом другому лицу, а финанс. органы не могли взыскивать долги с концессионера-арендатора за счёт основных фондов. "Арендатор, - отмечал В. И. Ленин, - не есть собственник... Аренда - договор на срок. И собственность и контроль за н а м и, за рабочим государством" (там же, т. 52, с. 193). Отношения между капиталистами и рабочими концессионных предприятий продолжали оставаться отношениями капитала и наёмного труда, рабочая сила оставалась товаром, сохранялся антагонизм классовых интересов. В то же время эти отношения находились под контролем и регулировались пролетарским государством, что существенно изменяло условия классовой борьбы в пользу рабочего класса.

Г. к. не получил в СССР сколько-нибудь широкого развития и занимал в экономике страны незначит. позиции, что объяснялось быстрым ростом крупной социалистич. пром-сти. К тому же попытки Сов. roc-ва использовать Г. к. для социалистич. преобразований встречали со стороны буржуазии активное сопротивление. Русская буржуазия не пошла на Г. к. и была поэтому насильственно экспроприирована. В 1923-24 удельный вес госкапиталистич. предприятий в валовой продукции нар. х-ва составил лишь 0,1%, а число занятых на них в конце 1925 не превышало 1% рабочих страны.

Г. к. как средство преобразования капиталистич. собственности в социалистическую использовался в переходный период в ряде социалистич. стран. Наибольшее развитие он получил в ГДР, КНДР и ДРВ.

Особенностью этих стран было то, что они, благодаря всесторонней помощи СССР, не прибегали к услугам иностр. капитала. Осн. формой Г. к. в ГДР и ДРВ стали смешанные гос.-частные предприятия с участием гос. и нац. частного капитала. Образованию этих предприятий предшествовало широкое распространение менее развитых, т. н. низших, форм Г. к. - капиталистич. предприятий, производств. или коммерч., деятельность которых находилась под прямым экономич. контролем пролет. гос-ва. В дальнейшем осуществлялось постепенное последовательное преобразование смешанных гос.-частных предприятий в социалистические. Гос.-частные предприятия получили распространение в КНР. К сер. 60-х гг. 20 в. формы Г. к. в разной степени сохранились в КНР, ДРВ и ГДР. к. Г. Козлова.

Лит.: Маркс К., Капитал, т. 1, Маркс К. и Энгельс ф., Соч., 2 изд., т. 23, с. 319. 748, 761, 767, т. 2, там же, т. 24, с. 263 - 64, т. 3, там же, т. 25, ч. 1, с. 145 -46; Энгельс Ф., Письмо к Шмидту от 27 октября 1890 г., там же. т. 37, с. 414-22; Ленин В. И., Экономическое содержание народничества, Полн. собр. соч., 5 изд., т. 1, с. 369; Экономическая теория Маркса - Ленина и современный капитализм, М., 1967, с. 67 - 73; Мирзоян С. М. и Орехов Л. Н., Государственный сектор в экономике освободившихся стран, М., 1965; Левковский А. И., Особенности развития капитализма в Индии, М., 1963; Степанов Л. В., Проблема экономической независимости. О путях развития национальной экономики освободившихся стран, М., 1965; Развивающиеся страны в борьбе за независимую национальную экономику (Условия, факторы, перспективы), под ред. Н. Г. Поспеловой, М., 1967; Левин А. Я.,Социально-экономические уклады в СССР в период перехода от капитализма к социализму (Государственный капитализм и частный капитализм), М., 1967; Сеид-Гусейнов А. Г., Государственный капитализм в переходный период от капитализма к социализму, М., 1960; Юферева Е. В., Ленинское учение о госкапитализме в переходный период к социализму, М., 1969.

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ ОБОРОНЫ в СССР (ГКО), чрезвычайный высший гос. орган, в к-ром в годы Великой Отечеств. войны 1941-45 была сосредоточена вся полнота власти. Образован 30 июня 1941 решением Президиума Верх. Совета СССР, ЦК ВКП (б) и СНК. В его состав вошли: И. В. Сталин (пред.), В. М. Молотов (зам. пред.), К. Е. Ворошилов, Г. М. Маленков; затем в его состав были введены Н. А. Булганин, Н. А. Вознесенский, Л. М. Каганович, А. И. Микоян.

ГКО руководил деятельностью всех государственных ведомств н учреждений, направлял их усилия на всемерное использование материальных, духовных и воен. возможностей страны для достижения победы над врагом, решал вопросы перевода экономики страны на обеспечение нужд войны, мобилизации людских ресурсов страны для нужд фронта и нар. х-ва, подготовки резервов и кадров для Вооруж. Сил и пром-сти, эвакуации пром-сти из угрожаемых р-нов, перевода пром. предприятий в освобождённые Красной Армией р-ны и восстановления разрушенного войной нар. х-ва в зап. областях страны, устанавливал объём и сроки поставок пром-стью воен. продукции и др. Каждый член ГКО ведал определ. кругом вопросов. Постановления ГКО имели силу законов воен. времени. Все сов., гос., парт., воен., хоз. и проф. органы были обязаны беспрекословно выполнять решения и распоряжения ГКО. Как высший орган гос. управления, ГКО ставил перед Верх. Главнокомандованием и в целом перед Вооруж. Силами СССР воен.-политич. задачи, совершенствовал структуру Вооруж. Сил, расставлял руководящие кадры, определял общий характер использования Вооруж. Сил в войне. Большое внимание ГКО уделял руководству борьбой сов. народа в тылу врага. В своей деятельности ГКО опирался на аппарат СНК, уполномоченных ГКО на местах,к-рыми, как правило, являлись секретари парт. комитетов крупных пром. краёв и областей, местные гор. к-ты обороны, парт. и гос. органы. Нар. комиссариат обороны и его управления были рабочими органами ГКО по воен. вопросам, непосредств. организаторами и исполнителями его решений. Высшим исполнит. органом ГКО по оперативно-стратегич. руководству вооруж. борьбой являлась Ставка Верховного Главнокомандования. После окончания Вел. Отечеств. войны решением Президиума Верх. Совета СССР от 4 сент. 1945 ГКО был упразднён. М.Г.Жданов.



ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ,одна из форм осуществления гос. власти. В СССР Г. к. в различных организац. формах проводят все органы государства. В широком смысле Г. к. означает контрольную деятельность Верх. Совета СССР, его Президиума и постоянных комиссий, Верх. Советов союзных и авт. республик, их президиумов и постоянных комиссий, местных Советов, Советов Министров СССР, союзных и автономных республик, а также контроль,осуществляемый мин-вами и др. органами гос-ва. Вместе с тем в СССР, как и в др. социалистич. гос-вах, имеются гос. органы, осн. обязанностью к-рых является контроль от имени и в интересах гос-ва. Систему таких органов обычно именуют Г. к.

В основе всей организации и деятельности органов социалистич. Г. к. лежат теоретич. положения, сформулированные В. И. Лениным и обогащённые опытом стр-ва социалистич. государственности. Контроль необходим и важен на всех этапах стр-ва социалистич. гос-ва. В. И. Ленин придавал большое значение контролю, позволяющему глубоко изучать положение дел на предприятиях и в учреждениях, выявлять положит. опыт в целях его распространения и искоренения недостатков. Такой контроль позволяет находить умелых, радивых, преданных делу социализма работников и в то же время вскрывать бюрократизм, устранять излишества и совершенствовать гос. механизм. "...Борьба с тиной бюрократизма и волокиты проверкой людей и проверкой фактической работы; беспощадное изгнание лишних чиновников, сокращение штатов, смещение коммунистов, не учащихся делу управления всерьез, -такова должна быть линия...", - указывал В. И. Ленин (Полн. собр. соч., 5 изд., т. 44, с. 370). Г. к. позволяет систематически проверять исполнение постановлений центральной власти, укреплять гос. дисциплину и законность, изучать обоснованность и реальность решений центр. органов гос-ва, помогать совершенствовать практику разработки и принятия таких решений.

В СССР в первые дни существования Сов. гос-ва - 14(27) ноября 1917 -был создан рабочий контроль как важнейший фактор, способствовавший упрочению Сов. власти. В работе "Задачи революции" (1917) В.И. Ленин выдвинул требование о немедленном введении рабочего контроля в общегос.масштабе (см. там же, т. 34, с. 229-38). Организационно рабочий контроль состоял из заводских или фабричных к-тов и советов старост. В крупных городах, губерниях и промышленно развитых районах при Советах рабочих, солдатских и крестьянских депутатов действовали местные советы рабочего контроля, к-рые координировали и направляли деятельность рабочих советов предприятий. В масштабе всей страны руководство советами рабочего контроля осуществлял Всеросс. совет рабочего контроля, в составе к-рого были созданы комиссии специалистов-ревизоров по определ. отраслям произ-ва. В янв. 1918 были образованы Центр. контр. коллегия и учётно-контр. коллегии и контр. комиссии на местах. Центр. контр. коллегия была в июле 1918 преобразована в Наркомат Г. к. 8-й съезд РКП(б) (март 1919) принял постановление о реорганизации Г. к. ВЦИК и СНК РСФСР в апр. 1919 приняли декрет "О гос. контроле" (СУ РСФСР, 1919, № 12, ст. 122). В 1919 фактически существовало 3 системы контроля (Наркомат Г. к. РСФСР, ведомств. контрольные органы и рабочие контрольные инспекции), что осложняло деятельность Г. к. В февр. 1920 Наркомат Г. к. был реорганизован в Рабоче-крестьянскую инспекцию (РКИ), в задачи к-рой входили: контроль за деятельностью всех органов гос. управления, органов управления х-вом и за общественными орг-циями; борьба с бюрократизмом и волокитой; проведение летучих ревизий и обследований; проверка исполнения декретов и постановлений Сов. пр-ва; надзор за соблюдением законов в управлении. РКИ действовала на правах наркомата и имела свои органы на местах, она опиралась в своей деятельности на широкий актив из рабочих, крестьян, специалистов. Важное значение в совершенствовании правового положения РКИ имел декрет ВЦИК от 9 янв. 1922, к-рым на РКИ возлагались обязанности по контролю за учётом и хранением гос. имущества, последующая проверка финанс. смет, планов материального снабжения, договоров и др. денежных документов; разработка предложений о сокращении и удешевлении гос. аппарата; контроль за состоянием приёма и рассмотрения жалоб и т. д.

Дальнейшее совершенствование Г. к. шло в направлении реализации идей, развитых В. И. Лениным в его трудах "О придании законодательных функций Госплану" (1922), "Как нам реорганизовать Рабкрин" (1923), "Лучше меньше, да лучше" (1923). В этих работах В. И. Ленин наметил план соединения двух высших контрольных аппаратов - партийного и государственного. 12-й съезд партии (апр. 1923) в резолюциях "О задачах РКИ и ЦКК" и "По организационному вопросу" определил задачи нового контрольного органа - ЦКК-РКИ. На основании этих решений объединение ЦКК и Наркомата РКИ, не означавшее, однако, их полного слияния, было проведено в след. форме: нарком РКИ являлся одновременно пред. ЦКК, а состав коллегии Наркомата формировался в основном из членов Президиума ЦКК.

В 1924 был создан союзно-респ. Наркомат рабоче-крест. инспекции. В 1930 был создан орган проверки исполнения решений пр-ва СССР - Комиссия исполнения при СНК СССР во главе с пред. СНК СССР. В состав комиссии входили: секретарь ЦК ВКП(б), пред. ВЦСПС, нарком РКИ и пред. Колхозцентра. В 1934 Наркомат РКИ был ликвидирован, а его функции и функции Комиссии исполнения были переданы созданной в том же году Комиссии сов. контроля (КСК) при СНК СССР. Осн. обязанность КСК состояла в проверке исполнения важнейших пост. пр-ва всеми звеньями гос., в т. ч. и хоз., аппарата в центре и на местах. В 1940 Комиссия сов. контроля была реорганизована в союзно-респ. наркомат Г. к. (с 1946 - мин-во), затем мин-ва Г. к. были реорганизованы в комиссии Г. к. СССР и союзных республик. В 1962-65 в СССР действовали к-ты парт.-гос. контроля, осуществлявшие контроль за деятельностью парт. и гос. органов. Декабрьский (1965) пленум ЦК КПСС постановил упразднить органы парт.-гос. контроля и образовать народный контроль как орган Г. к.

В зарубежных социалистич. гос-вах Г. к. строится с учётом опыта СССР и особенностей развития государственности в данной стране, но организационное построение органов Г. к. и их правовое положение имеют нек-рые различия. Так, в Польше Г. к. возглавляет Верховная контрольная палата, подчинённая сейму (в воеводствах имеются делегатуры - местные органы палаты). В Венгрии система органов Г. к. состоит из Центр. комиссии нар. контроля (действует под руководствомпр-ва), городских и районных комиссий нар. контроля. В Болгарии Г. к. представляет собой обособленную систему контрольных органов, возглавляемую Комитетом Г. к.; в округах имеются инспекции Г. к., а на предприятиях, в организациях, кооперативах и учреждениях - комиссии нар. контроля. В ГДР система органов Г. к. во главе с К-том рабоче-крест. инспекции построена частично по отраслевому (инспекции в ведущих отраслях нар. х-ва), частично по производственному принципу (комиссии на предприятиях, в учреждениях, в ин-тах и т. д.). В Чехословакии Центр. комиссия нар. контроля избирается Нар. собранием.

В дореволюц. России первые сведения о гос. органах с контрольными функциями относятся ко 2-й пол. 17 в. (Счётный приказ, Тайный приказ); более чёткую компетенцию в области контроля имели нек-рые коллегии, созданные Петром I (напр., Ревизион-кол-легия). Как самостоят. ведомство Г. к. был образован в 1811 в форме Гл. управления ревизии гос. счетов, в задачи к-рого входило наблюдение за правильностью поступления гос. доходов и законностью расходов. В 1862 был введён последующий документальный контроль, ведомству Г. к. было предоставлено право кассовых и др. ревизий. В нач. 20 в. и до 1-й мировой войны 1914-18 система Г. к. в России, возглавлявшаяся гос. контролёром в ранге министра, включала центр. ревизионные учреждения и их местные органы: контрольные палаты в губерниях и спец. учреждения Г. к. на строительстве крепостных сооружений, ж. д. и др. объектов, к-рое велось за счёт казны. На стр-вах, осуществлявшихся на средства частных лиц, Г. к. устанавливался в тех случаях, когда казна гарантировала частные капиталовложения. В систему Г. к. царской России входил полевой контроль, действовавший во время войны и проверявший правильность расходования гос. средств, выделявшихся на воен. цели. Губернские контрольные палаты ревизовали ден. и имуществ. операции, совершавшиеся за счёт казённых средств губернскими, уездными и волостными органами управления.

Формы осуществления Г. к. в современных бур ж. гос-вах различны. По мере кризиса парламентаризма повсеместно утрачивают значение традиционные парламентские методы контроля (право депутатского запроса, парламентские расследования и т. п.), снижается роль общих судов в разрешении конфликтов, связанных с деятельностью гос. аппарата, в рассмотрении жалоб на действия должностных лиц и адм. органов. Усложнение задач управления в условиях государственно-монополистич. капитализма сопровождается усилением контрольных функций центр. аппарата министерств и ведомств и появлением новых надведомств. органов Г. к. Так, во многих странах получили распространение внепарламентские, но действующие от имени парламентов контрольные инстанции (напр., ин-т т. н. омбудсменов), возросла численность и роль в контрольной деятельности органов административной юстиции. Во всех гос-вах широкими правами контроля обладают мин-ва финансов. Однако в каждой стране сложилась собств. система Г. к.

В Великобритании контроль за распределением между ведомствами средствгос. бюджета и их использованием осуществляет ведомство контролёра и гл. (генерального) аудитора совместно с Мин-вом финансов. Контролёр и гл. аудитор назначается пр-вом (формально королём) на неограниченный срок и может быть смещён лишь на основании совместной резолюции обеих палат парламента. Специально для выявления случаев "плохого управления" в 1967 создано ведомство парламентского комиссионера, уполномоченного рассматривать жалобы на деятельность большинства центр. органов управления (результаты проверок докладываются парламенту). Контроль за деятельностью муниципальных органов управления осуществляет (за нек-рыми исключениями) Мин-во местного управления и жилищного строительства. Особое ведомство, возглавляемое премьер-министром, контролирует работу гражд. гос. служащих всех министерств и ведомств. Ряд министерств выполняет функции специализированного межведомств. контроля: напр., Мин-во внутр. дел контролирует межведомств. мероприятия по гражд. обороне, осуществляет противопожарный надзор, Мин-во здравоохранения - санитарный надзор и т. д.

В США Г. к. осуществляется органами, входящими в Исполнит. управление президента: аппарат Белого дома, Бюро бюджета и управления (созд. в 1970 на базе Бюро бюджета), Управление чрезвычайного планирования, Управление науки и техники и др. Конституционный контроль осуществляется Верховным судом США. Контрольные функции имеют также комиссии парламентские. В качестве спец. органа финанс. контроля функционирует Главное (генеральное) управление отчётности, возглавляемое гл. контролёром (назначается президентом на 15 лет, может быть смещён по решению обеих палат конгресса). Функции спец. межведомств. контроля возложены на многие отраслевые ведомства: Центральное разведывательное управление, Мин-во обороны, Управление внутр. безопасности и Федеральное бюро расследований, Комиссию по гражд. службе, Мин-во труда и т. д.

Во Франции Г. к. осуществляет ряд органов. Счётная палата контролирует выполнение своих функций и соблюдение финанс. дисциплины всеми гос. органами в центре и на местах: отчёты Счётной палаты направляются президенту Франции; решения её можно обжаловать только в Гос. совет. Мин-во финансов через финанс. инспекторов контролирует выполнение гос. органами бюджета и сметы. Префекты контролируют деятельность администрации префектур: законность и целесообразность действий в области здравоохранения, социального обеспечения, дорожного х-ва. Контроль над гос. пром. предприятиями осуществляет Гос. коллегия по проверке имуществ. фондов предприятий, подчинённая Счётной палате. Ежегодный отчёт Гос. коллегии докладывается Нац. собранию, Сов. Мин. и Счётной палате. На гос. предприятиях имеются постоянные гос. комиссары, а на крупных предприятиях - 1-2 контролёра, к-рые следят за рациональным использованием администрацией имущества и ден. средств. Спец. органами Г. к. во Франции являются инспекции социального обеспечения, просвещения, мостов и дорог, лесов и вод, рудников и шахт, контролирующие гос. и частный секторы.

В сканд. гос-вах и в Финляндии функции Г. к. осуществляют т. н. прокураторы. Напр., в Швеции прокураторы, избираемые парламентом на 4 года, осуществляют контроль за выполнением законов органами исполнит. власти и юстиции. Свои контрольные функции прокураторы выполняют путём рассмотрения жалоб граждан на администрацию и эпизодич. проверок выполнения администрацией законов и др. парл. решений. Аналогичный аппарат Г. к. имеется в Финляндии, Дании, Норвегии, где парламенты избирают комиссаров, к-рые от имени парламента осуществляют контроль за выполнением законов органами гос-ва. В указанных гос-вах имеются и др. органы гос. контроля. В парламенте Швеции имеются, кроме того, фи-нанс. и налоговая комиссии, контролирующие выполнение бюджета, соблюдение законов о налогах и таможенных сборах.

Лит.: Ленин В. И.. Полн. собр. соч., 5 изд., т. 45, с. 349 - 54, 383 - 406; КПСС я резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК, 8 изд., т. 2, М., 1970, с. 444- 449, т. 3, М.,1970, с. 253-60; Дорохова Г. А., Рабоче-крестьянская инспекция в 1920 - 1923 гг., М., 1959; Иконников С. Н., Организация и деятельность РКИ в 1920- 1925 гг., М., 1960; Лунев А.Е., Государственный контроль в СССР, М., 1951; Морозов Л. Ф., Портнов В. П., Органы ЦКК-НК РКИ в борьбе за совершенствование советского государственного аппарата (1923- 1934 гг.), М., 1964; Народный контроль в СССР, М., 1967; Народный контролёр. Справочник, под ред. С. П. Мезенцева, М., 1970; История советского государства и права, т. 1 - 2, М., 1968. А. Е. Лунёв.

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КРЕДИТ, совокупность кредитных отношений, в к-рых государство выступает в качестве заёмщика. Однако в системе междунар. кредита (при межгос. займах) гос-во нередко выступает и кредитором. Содержание и формы Г. к. определяются характером экономич. строя общества. В рабовладельч. обществе и при феодализме Г. к. существовал в форме займов, принимавших часто принудит. характер. В них переплетались элементы налога и займа. Полученные таким образом средства шли в осн. на покрытие воен. и др. чрезвычайных расходов.

Капиталист ч. система Г. к. зародилась в 16-18 вв. вначале в Голландии и Великобритании, а затем и в др. гос-вах. С возникновением мирового рынка получил развитие междунар. Г.к., явившийся, как показал К. Маркс, наряду с внутр. Г. к. одним из самых сильных рычагов первоначального накопления капитала. При капитализме Г. к. выступает гл. обр. в виде займов, а также краткосрочных казначейских обязательств, использования вкладов населения в сберкассы, помещаемых последними в гос. ценные бумаги (непосредственно или через банк).

Г. к. - одна из форм движения ссудного капитала. В отличие от др. форм капиталистич. кредита, связанных в той или иной степени с процессами произ-ва и реализации товаров, Г. к. служит средством привлечения ден. ресурсов гл. обр. на непроизводит. цели: на воен. расходы гос-ва, содержание адм.-полицейского аппарата, а также на прямое и косвенное субсидирование капиталистов. Поэтому прямыми следствиями развития Г. к. являются рост государственного долга и раздувание размеров фиктивного капитала (в виде облигацийгос. займов и купонов к ним, краткосрочных казначейских векселей и др. кредитных документов). Г. к. способствует обогащению буржуазии. Свободные ден. капиталы, лежащие без употребления у банкиров, находят выгодную сферу приложения в виде государственных займов (см. Займы государственные), к-рые дают высокие гарантированные доходы. Источником средств для погашения гос. займов и уплаты процентов, как и для всех др. расходов гос-ва при капитализме, служат прямые и косвенные налоги, к-рые тяжёлым бременем ложатся на широкие массы трудящихся.

В период общего кризиса капитализма Г. к. становится органич. частью финанс. систем бурж. гос-ва, используемых для прямого финансирования капиталистич. монополий и обеспечения им наивысших прибылей за счёт трудящихся, мелкой и даже средней буржуазии. Причём для совр. капиталистич. гос-в характерно использование Г. к. для финансирования расходов хронически дефицитных гос. бюджетов, обусловливаемых милитаризацией экономики, подготовкой и ведением войн.

Разбухание Г. к.-одно из проявлений паразитизма капитализма, выражающегося в росте непроизводит. потребления и увеличении числа рантье, живущих на доходы от ценных бумаг. В период общего кризиса капитализма быстро растут внеш. долги, используемые империалистич. странами-кредиторами для усиления своего экономич. и политич. господства в странах-должниках (см. Вывоз капитала).

В освободившихся от колониальной зависимости странах - Индии, Бирме, АРЕ, Ираке и др., часть средств, мобилизуемых с помощью Г. к., направляется на финансирование развития пром-сти, транспорта, на укрепление экономич. самостоятельности и политич. независимости этих стран. Империалистич. гос-ва, стремясь навязать этим странам свою волю и восстановить своё былое господство, используют междунар. Г. к. Социа-листич. страны в целях оказания финанс. помощи развивающимся гос-вам предоставляют им долгосрочные кредиты, которые выдаются на льготных условиях сроком на 8-12 и более лет, из расчёта 2-2,5% годовых (что, как правило, ниже процентных ставок по кредитам капиталистич. стран) и погашаются поставками товаров традиц. экспорта развивающихся стран (без золота и твёрдых валют). Кредитная помощь оказывается этим странам в первую очередь для создания отечеств. пром-сти, развитие и укрепление нац. экономики и подготовку нац. кадров специалистов. Сумма долгосрочных кредитов стран-членов СЭВ этим гос-вам к нач. 1968 превысила 8 млрд. руб., из них СССР-4,5 млрд. руб.

При социализме Г. к. используется гос-вом как один из методов мобилизации временно свободных ден. средств предприятий и сбережений населения на общегос. нужды. Производительный и общественно полезный характер использования этих средств - одно из коренных отличий социалистич. Г. к. от капиталистического. Способствуя росту общественного произ-ва, Г. к. выступает как средство увеличения ден. доходов населения. Привлекаемые с помощью Г. к. средства используются на расширение социалистич. произ-ва, что позволяет гос-ву выплачивать держателям облигаций гос. займов определ. доход в виде выигрышей и погашать свою задолженность. Сов. гос-во, строившее социалистич. общество в капиталистич. окружении, в годы первых пятилеток (1929-40), а также в годы Великой Отечеств, войны 1941-45 и послевоен. восстановления нар. х-ва использовало Г. к. как важный дополнит. источник средств. В условиях, когда накопления социалистич. х-ва обеспечили удовлетворение почти всех потребностей гос-ва в ден. средствах, Сов. гос-во отказалось (в 1957) от использования займов, размещаемых по подписке среди населения, и использует в качестве ресурсов Г. к. ежегодный прирост вкладов в сберкассы, а также свободно обращающийся гос. 3% -ный внутр. выигрышный заём, выпущенный в 1966 сроком на 20 лет.

Опыт организации сов. Г. к. используется др. социалистич. странами. Важную роль в развитии Г. к. в этих странах играют их экономич. сотрудничество и помощь СССР, в т. ч. помощь кредитная, оказываемая как в форме займов, так и путём поставок товаров, оборудования и оказания различных услуг на условиях кредита. Общая сумма кредитов СССР др. социалистич. странам (к 1968) составляла примерно 10 млрд. руб.

Лит.: Маркс К., Капитал, т. 1, гл. 24, § 6 и т. 3, гл. 29, Маркс К. и Энгельс ф., Соч., 2 изд., т. 23, 25; Ленин В. И., Империализм, как высшая стадия капитализма, Поли. собр. соч., 5 изд., т. 27; Программа КПСС, М., 1971, ч. 1, разд. IV ("Кризис мирового капитализма"); Бретель Э., Налоги, займы и инфляция на службе империализма, [ч. 1], М., 1953, гл. V -VII; Богачевский М. Б.. Государственный кредит в капиталистич. странах, М., 1966; Энтов Р. М., Государственный кредит США в период империализма,М.,1967; Государственные займы в СССР. Учебное пособие, М., 1956; Финансы СССР. Учебник, М., 1967, разд. 2 и разд. 4, гл. 25. И. Д. Злобин.



ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБВИНИТЕЛЬ, лицо, поддерживающее от имени гос-ва обвинение в суде при рассмотрении уголовных дел. В СССР Г. о. выступают прокуроры, их заместители и помощники. Поддержание гос. обвинения - одна из форм осуществления прокурором надзора за точным исполнением законов. Г. о. принимает участие в исследовании доказательств в суд. заседании, даёт заключение по вопросам, возникающим во время суд. разбирательства, участвует в суд. прениях, представляя суду свои соображения по поводу доказанности обвинения, применения уголовного закона и меры наказания и по др. вопросам. Существенное место в речи Г.о. занимают анализ причин и условий, способствовавших совершению преступления, и предложения по устранению этих причин и условий. Если Г. о. придёт к убеждению, что данные судебного следствия не подтверждают обвинения, предъявленного подсудимому, он обязан отказаться от обвинения, изложив суду мотивы отказа. Суд в этих случаях обязан продолжить разбирательство дела и разрешить на общих основаниях вопрос о виновности, исходя из рассмотренных доказательств и доводов всех участников суд. разбирательства.

В зарубежных социалистич. странах гос. обвинение в суде также поддерживает прокурор.

В бурж. гос-вах функцию Г. о. выполняют различные должностные лица, имеющие право осуществлять уголовное преследование. В США обвинение в Верх.суде США по делам исключит. важности поддерживает атторней-генерал, в др. федеральных судах - атторнеи. В Великобритании для поддержания обвинения в судах по делам, затрагивающим интересы короны (гос-ва), в 1879 была учреждена должность директора публичных преследований. Обвинителями выступают и др. должностные лица, в т. ч. и должностные лица полиции. Во Франции, согласно УПК 1958, гос. обвинение в судах поддерживают прокуроры, состоящие при каждом уголовном суде. В Швейцарии, ФРГ, Бельгии, Мексике, Венесуэле и др. Г. о. также являются прокуроры, состоящие либо при судах, либо при мин-вах юстиции.

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЛАНОВЫЙ КОМИТЕТ Совета Министров СССР (Госплан СССР), союз-но-респ. орган, осуществляющий обще-гос. планирование развития нар. х-ва СССР и контроль за выполнением нар,-хоз. планов. Госплан СССР образован декретом СНК РСФСР от 22 февр. 1921 в период перехода к мирному хоз. строительству. Под руководством Коммунистич. партии и Сов. пр-ва Госплан СССР сыграл большую роль в разработке и осуществлении великих планов строительства социализма и коммунизма в СССР. "Народнохозяйственные планы, являясь выражением экономической политики Коммунистической партии,-подчёркивается в приветствии ЦК КПСС, Президиума Верх. Совета СССР и Сов. Мин. СССР торжественному собранию, посвящённому 50-летию Госплана, всем работникам плановых органов Сов. Союза, - на всех этапах строительства нового общества были организующей и мобилизующей силой в решении важнейших хозяйственных и социальных задач" ("Правда", 1971, 23 февраля, с. 1).

Во главе Госплана стояли выдающиеся деятели КПСС - Г. М. Кржижановский (1921-23, 1925-30), А. Д. Цюрупа (1923-25), В. В. Куйбышев (1930-34), В. И. Межлаук (1934-37), Н. А. Вознесенский (1938-49), А. Н. Косыгин (1959-60). Деятельность Госплана СССР строилась на ленинских идеях социали-стич. планирования. Декретом СНК об образовании Госплана было чётко определено гл. содержание его работы:

"а) Разработка единого общегосударственного хозяйственного плана, способов и порядка его осуществления;

б) Рассмотрение и согласование с общегосударственным планом производственных программ и плановых предположений различных ведомств, а также областных (хозяйственных) организаций по всем отраслям народного хозяйства..." (СУ, 1921, № 17, ст. 106).

С развитием экономики, расширением межотраслевых, межресп. и междунар. экономич. связей расширялись и усложнялись задачи Госплана, изменялись его функции, структура, совершенствовались методы и формы планирования. Значительно возросла роль Госплана СССР в условиях перехода пром-сти и др. отраслей нар. х-ва на новые методы хозяйствования, разработанные Сентябрьским (1965) пленумом ЦК КПСС. Гл. задачей Госплана в современных условиях является разработка в соответствии с Программой КПСС, директивами съездов КПСС, указаниями ЦК КПСС и решениями Сов. Мин. СССР гос. нар.-хоз. пятилетних и на более длит. перспективу планов, а также годовыхпланов развития нар. х-ва СССР, обеспечивающих пропорциональное развитие экономики СССР, непрерывный рост и повышение эффективности общественного произ-ва в целях создания мате-риально-технич. базы коммунизма, неуклонного повышен