загляните на купон-скидку или справочники: окна kbe, окна veka, окна rehau, остекление балкона, остекление лоджии, изготовление окон, монтаж окон, остекление, производство окон, металлопластиковые окна, окна пвх, пластиковые окна, установка окон, стеклопакеты и евроокна.



ВСЁ О СТРОИТЕЛЬСТВЕ, ЖЕЛЕЗОБЕТОНЕ, БЕТОНЕ, АРХИТЕКТУРЕ И НЕ ТОЛЬКО...:
ОПРЕДЕЛЕНИЯ:

АСФАЛЬТИРОВАНИЕ, устройство асфальтобетонных покрытий на автомобильных дорогах, улицах, аэродромах и т. п. путём укладки и уплотнения асфальтобетонной смеси по предварительно подготовленному основанию. В зависимости от назначения покрытия асфальтобетонную смесь (асфальтобетон) укладывают в один или два слоя на основание из щебня, гравия (нежёсткое основание) или бетона (жёсткое основание). Нижний слой толщиной 4-5 см устраивают из крупно- или среднезерни-стой смеси с остаточной пористостью 5-10% ; верхний слой толщиной 3-4 см-из средне- или мелкозернистой смеси (остаточная пористость 3-5%). При тяжёлых нагрузках и интенсивном движении транспорта покрытия устраивают 3-4-слойными общей толщиной 12-15 см. АСФАЛЬТИРОВАНИЕ начинается с очистки основания от пыли и грязи механич. дорожными щётками и поливомоечными машинами, исправления неровностей основания, обработки его поверхности жидким битумом или битумной эмульсией. Асфальтобетонная смесь приготовляется в асфальтобетоно-смесителях на стационарных или полустационарных заводах (установках), доставляется на место автомобилями-самосвалами и загружается в приёмный бункер асфалътобетоноукладчика, к-рый укладывает, разравнивает и предварительно уплотняет смесь. Окончат. уплотнение осуществляется катками дорожными. .


КОММУНАЛЬНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО, отрасль строительства, занятая сооружением объектов, связанных с обслуживанием жителей городов, посёлков городского типа, районных сельских центров и населённых пунктов сельской местности. В числе этих объектов: системы водоснабжения и канализации с очистными сооружениями и сетями; сооружения городского электрического транспорта с путевым, энергетическим хозяйством, депо и ремонтными предприятиями; сети газоснабжения и теплоснабжения с распределительными пунктами, районными и квартальными котельными; электрические сети и устройства напряжением ниже 35 кв; гостиницы; городские гидротехнические сооружения; объекты внешнего благоустройства населённых мест, озеленения, дороги, мосты, путепроводы, ливнестоки; предприятия санитарной очистки, мусороперерабатывающие и др. Планомерное развитие КОММУНАЛЬНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА в СССР началось ещё в 1-й пятилетке и осуществлялось нарастающими темпами до начала Великой Отечеств, войны 1941-45. В годы 4-й пятилетки (1946-50) проводились работы по восстановлению объектов коммунального назначения, разрушенных во время нем.-фаш. оккупации. В последующие годы КОММУНАЛЬНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО велось высокими темпами в связи с бурным развитием промышленности, культуры, увеличением численности городов и посёлков городского типа .
ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО, теория и практика планировки и застройки городов (см. Город). ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО определяют социальный строй, уровень развития производственных сил, науки и культуры, природно-климатичие условия и национальные особенности страны. ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО охватывает сложный комплекс социально-экономических, строительно-технических, архитектурно-художественных, а также санитарно-гигиенических проблем. Общим для ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО досоциалистических формаций является большее или меньшее влияние на него частной собственности на землю и недвижимое имущество..
ЗЕЛЁНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО, составная часть современного градостроительства. Городские парки, сады, скверы, бульвары, загородные парки (лесопарки, лугопарки, гидропарки, исторические, этнографические, мемориальные), национальные парки, народные парки, тесно связанные с планировочной структурой города, являются необходимым элементом общегородского ландшафта. Они способствуют образованию благоприятной в санитарно-гигиеническом отношении среды, частично определяют функциональную организацию городских территорий, служат местами массового отдыха трудящихся и содействуют художественной выразительности архитектурых ансамблей. При разработке проектов садов и парков учитывают динамику роста деревьев, состояние и расцветку их крон в зависимости от времени года.

Главная страница
Поиск по сайту
Оглавление страниц

Объяснение слов: словарь, справочник, информация. Строительство, экономика, промышленность - все сферы жизни: от А до Г, от Г до П и от П до Я

. населения уменьшился как по сравнению с периодом домонополистич. капитализма, так и по сравнению с периодом до 1-й мировой войны. Особенно уменьшился удельный вес представителей производит. капитала. Переход крупных производственных предприятий и средств сообщения в руки монополий и в собственность гос-ва показал ненужность буржуазии для управления совр. производит. силами. Все производственные функции капиталиста выполняются теперь высшими наёмными служащими. Развитие Г.-м. к. способствовало выделению особой верхушки внутри класса капиталистов, к-рая состоит из нескольких прослоек с противоречивыми интересами, но теснейшим образом сросшихся друг с другом: монополисты - владельцы значит. корпоративной, акц. собственности, руководящий состав акц. обществ (менеджеры), высшие чиновники правительственного аппарата (административного и экономического), верхушка воен. касты.

Создание материальных предпосылок социализма. "... Государственно-монополистический капитализм есть полнейшая материальная подготовка социализма, есть преддверие его, есть та ступенька исторической лестницы, между которой (ступенькой) и ступенькой, называемой социализмом, никаких промежуточных ступеней нет" (Ленин В. И., Полн. собр. соч., 5 изд., т. 34, с. 193). Обобществление труда и производства достигает наивысшей степени, какая только возможна на базе капитализма. Это свидетельствует о том, что внутри капиталистич. общества уже созрели предпосылки социализма, назрела насущная ист. необходимость замены капиталистич. производств. отношений социалистическими. Г.-м. к. означает, что в данной стране механизм общественного хозяйствования (и притом технически совершенный) уже готов и остаётся "только" освободить его от тех, кто стоит над трудящимися.

Г.-м. к. доводит до предела все противоречия империализма: классовые противоречия внутри каждой капиталистич. страны, особенно между трудом и капиталом; противоречия между импе-риалистич. гос-вами; противоречия между империалистич. и освободившимися странами. Стремление господствующих классов укрепить капиталистич. систему в то же время приближает крушение этой системы. Экономические процессы идут в направлении дальнейшего вытеснения и подчинения мелких и средних предприятий, слияния и поглощения крупных акц. обществ, дальнейшего сосредоточения средств производства, централизации капитала в руках монополий. Это противоречие между общественным характером производства и монополистич. формой собственности Г.-м. к. пытается разрешить чужеродными капитализму общественными средствами, методами и формами хозяйствования (национализация, программирование и т. д.).

Г.-м. к. с его отрывом производства от потребления, расширением милитаристского потребления усиливает загнивание и паразитизм капитализма. Происходит обострение классовых антагонизмов. Конкурентная борьба и противоречия внутри класса капиталистов обостряются. Ведётся ожесточённая борьба за перераспределение прибавочной стоимости. Монополии, опираясь на гос. аппарат, уничтожают мелких собственников. Идёт борьба между отдельными гигантскими союзами монополистов за влияние на гос. аппарат, за проведение тех или иных мер, выгодных данной группе монополистов.

Г.-м. к. создал новую ситуацию, в к-рой классовая борьба трудящихся за свои непосредственные интересы приобретает всё более открытый политич. характер. Она сосредоточивается на проблемах общенац. политики и обращается против всей системы Г.-м. к.

Междунар. Совещание коммунистич. и рабочих партий (1969), исходя из реальных условий совр. периода, установило, что "...создаются благоприятные предпосылки для объединения всех демократических течений в политический союз, способный решающим образом ограничить роль монополий в экономике страны, положить конец власти крупного капитала и осуществить также коренные политические и экономические преобразования, которые обеспечат наиболее благоприятные условия для продолжения борьбы за социализм" (Международное Совещание коммунистических и рабочих партий. Документы и материалы, 1969, с. 310).

Главная движущая сила и гегемон в антимонополистич. общедемократич. борьбе - пролетариат. Он объединяет вокруг себя в борьбе против монополий всех лиц, работающих по найму, значит. часть крестьянства и гор. мелкой буржуазии, все социальные группы, к-рые являются жертвами политики монополий и к-рые хотят перемены. Рабочий класс и его коммунистич. авангард стремятся соединить все демократич. движения, выступающие против гнёта финансовой олигархии, в один могучий антимонополистич. поток.

Борьба идёт за приход к власти прогрессивных антимонополистич. сил для проведения глубоких преобразований в социальной, политич. и экономич. жизни капиталистич. стран (ограничение и ликвидация политич. и экономич. власти монополий; осуществление социальных требований трудящихся; защита и расширение демократич. свобод: участие рабочих в управлении предприятиями, расширение прав парламента, опирающегося на массовое движение, установление демократич. контроля за деятельностью гос. предприятий, укрепление местных органов самоуправления; осуществление целей научно-технич. революции в интересах народа; защита интересов крестьян и фермеров и др.).

Исторически неизбежно развёртывание в главных капиталистич. странах антимонополистич. борьбы и приход к власти правительств демократич. единства как рубеж для дальнейшего поступат. движения на пути к полному освобождению пролетариата, всех трудящихся из-под ига капитала.



Критика буржуазных теорий государственного вмешательства в экономику.

Бурж. экономисты, реформисты, ревизионисты извращают сущность Г.-м. к. Одним из первых теоретиков Г.-м. к. был Дж. М. Кейнс, стремившийся доказать возможность устранения кризисов и обеспечения "общей занятости" методами гос.-капиталистич. регулирования. Последователи Кейнса А. Хансен и С. Харрис (США), В. Репке (Германия), Монне (Франция) и другие признают факт вмешательства гос-ва в экономику (теории "стейтизма", "этатизма", "дирижизма"), но отрицают цели этого вмешательства, направленного на защиту интересов монополий.

Идеологи совр. капитализма пытаются доказать, будто бы капитализм в результате гос. воздействия претерпел столь коренные изменения, что перестал быть капитализмом, это уже "капитализм без капиталистов", "исправленный капитализм", что "капитализм твердолобого типа умер". Вмешательство бурж. гос-ва в экономику изображается как "революция", положившая начало "государству всеобщего благоденствия" [А. Берли и Э. Джонстон (США), Дж. Штиглер (ФРГ)]. В ходу также теория, утверждающая, что современный экономич. строй капиталистич. запада - это смешанная экономика, т. е. сочетание олигополии, свободной конкуренции и активного гос. вмешательства [С. Сличтер (США)], согласованная экономика (франц. экономист Ф. Блок-Лене). Широкое распространение получает теория конвергенции (см. Конвергенции теория), согласно к-рой социализм и капитализм вследствие якобы возрастающего приспособления к одинаковым условиям существования приближаются друг к другу, с тем чтобы сойтись в одной точке. На позициях буржуазии стоят и реформисты с их утверждением о "коренных изменениях" в структуре капитализма: Г.-м. к.- это "почти социализм", совр. капитализм в связи с национализацией отдельных отраслей пром-сти и гос. регулированием других достигает социалистич. целей и перерастает в социализм. Ещё В.И.Ленин критиковал подобные утверждения, как необоснованные, ошибочные, искажающие существо Г.-м. к. Эти теории отражают новые явления, возникшие в результате гос. вмешательства в экономику. Но они игнорируют тот факт, что в общей системе капиталистич. способа производства не произошло никаких принципиальных изменений.

Лит.: Энгельс Ф., Анти-Дюринг, Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 20, с. 288 - 290; Ленин В. И., Грозящая катастрофа и как с ней бороться, Полн. собр. соч.. 5 изд., т. 34, с. 192-93; его же, Государство и революция, там же, т. 33, с. 32 - 33; его же, Седьмая (Апрельская) Всероссийская конференция РСДРП(б) 24 - 29 апреля (7 - 12 мая) 1917 г., там же, т. 31, с. 355 - 56, 443 - 44, 449 - 50; Программа КПСС, М., 1971, часть I, раздел 4; Программные документы борьбы за мир, демократию и социализм. Документы Совещаний представителей коммунистических и рабочих партий, состоявшихся в Москве в ноябре 1957 г., в Бухаресте в нюне 1960 г., в Москве в ноябре 1960 г., М., 1961; Брежнев Л. И., Отчётный доклад Центрального Комитета КПСС XXIII съезду Коммунистической партии Советского Союза, 29 марта 1966 г., М., 1966, гл. I, §§ 2 и 3; 50 лет Великой Октябрьской социалистической революции. Тезисы ЦК КПСС, Постановление Пленума ЦК КПСС, М., 1967, раздел III - Великая Октябрьская социалистическая революция и мировой революционный процесс; Брежнев Л. И., Отчётный доклад Центрального Комитета КПСС XXIV съезду Коммунистической партии Советского Союза, 29 марта 1971г., М., 1971, гл. I, §§ 2 и 3; Далин С. А., Военно-государственный монополистический капитализм в США, М., 1961; Варга Е., Очерки по проблемам политэкономии капитализма, М., 1964, с. 50 - 77; Драгилев М. С. и Руденко Г. Ф. , Монополистический капитализм, 2 изд., пе-рераб. и дополн., М., 1963, гл. 18; Чепраков В. А., Государственно-монополистический капитализм, М., 1964; Выгодский С. Л., Современный капитализм, М., 1969; Политическая экономия современного монополистического капитализма, М., 1970, т. 1. В. А. Чепраков.

ГОСУДАРСТВЕННО - МОНОПОЛИСТИЧЕСКОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА, система экономич. мероприятий бурж. гос-ва, направленная на осуществление агр. политики финанс. олигархии. Отражает новую ступень обобществления с.-х. произ-ва на машинной стадии его развития. Гос.-монополистич. регулирование ускорило рост крупного капиталистич. произ-ва в с. х-ве и тем самым усилило процесс вытеснения мелкого производства в этой отрасли. В то же время Г.-м. р. с. х. направлено на то, чтобы "очистить" с. х-во от миллионов мелких и средних крест. и фермерских х-в такими методами, к-рые бы не допускали политич. выступлений этих слоев населения против капиталистич. строя.

В послевоен. период финанс. олигархия пытается с помощью мероприятий гос.-монополистич. регулирования с. х-ва вести за собой не только крупную сел. буржуазию, но и широкие слои сел. мелкой буржуазии (среднее и особенно мелкокапиталистич. зажиточное крестьянство и фермерство). Но поскольку вся система капиталистич. отношений обусловливает неизбежное разорение и вытеснение мелкого произ-ва из с. х-ва на его машинной стадии, постольку эти попытки союза финанс. олигархии с широкими слоями сел. населения терпят в конечном счёте провал. Во всех без исключения странах развитого капитализма экономич. уступки трудящимся массам крестьян и фермеров не изменили классовой природы гос.-монополистич. регулирования с. х-ва как орудия, направленного против этих слоев.

Непосредственной причиной развития Г.-м. р. с. х. явилось обострение экономич. и социальных противоречий агр. строя в эпоху общего кризиса капитализма. В широких масштабах вторжение бурж. гос-ва в экономич. жизнь с. х-ва произошло в первые годы переплетения мирового экономич. и мирового агр. кризисов (1929-33). Оно было направлено в этот период на восстановление нормального хода экономич. цикла. На развитие гос.-монополистич. регулирования с. х-ва в послевоен. период существ. влияние оказали длит. агр. кризис в осн. странах, экспортирующих с.-х. продукцию (США, Канада, Австралия и отчасти Н. Зеландия), необходимость восстановления на новой технич. основе разорённого в годы 2-й мировой войны 1939-45 с. х-ва в странах Зап. Европы. Торг. война на мировом рынке с.-х. товаров в 50 - 60-х гг., обострение социальных конфликтов, обусловленных массовым разорением крестьян и фермеров в ходе технич. перевооружения с. х-ва, и др. противоречия капиталистич. х-ва усилили Г.-м. р. с. х.

Формы и методы Г.-м. р. с. х. существенно различаются по отд. странам, что обусловлено: уровнем развития капитализма в с. х-ве, степенью расслоения крестьянства и фермерства, уд. весом крупнокапиталистического производства, развитием с.-х. кооперации и уровнем монополизации отраслей, перерабатывающих с.-х. продукцию. Формы и методы гос.-монополистич. регулирования с. х-ва определяются также положением той или иной страны в системе междунар. разделения труда и на мировом рынке. Осн. направления этих мероприятий, к-рые в какой-то мере свойственны всем или большинству стран развитого капитализма, заключаются в следующем: разнообразные методы гос. поддержки цен на с.-х. продукты; стимулирование технич. реконструкции и технич. прогресса с. х-ва; агр. протекционизм и с.-х. демпинг; регламентация или ограничение с.-х. произ-ва.

На осуществление мероприятий гос.-монополистич. регулирования с. х-ва в странах развитого капитализма расходуются крупные суммы. Напр., в кон. 60-х гг. 20 в. в США бюджетные ассигнования на с. х-во составляли примерно половину чистого дохода фермеров, в Великобритании 80-90% этого дохода, в ФРГ ок. 80%, в Швеции были на 1/3 выше чистого дохода сел. хозяев. Однако больше половины ассигнованных гос-вом средств на регулирование с. х-ва идёт на поддержку капиталистич. верхушки сел. населения. В США, напр., ок. 80% гос. ассигнований на поддержку цен и доходов в те же годы шло крупным и крупнейшим фермерам.

Г.-м. р. с. х., не затрагивая основ частнокапиталистич. собственности на средства произ-ва, лишь видоизменяет, но не устраняет анархию и конкуренцию капиталистич. с.-х. произ-ва. Углубление осн. противоречия капитализма - между общественным характером произ-ва и част-нокапиталистич. присвоением - нашло наиболее яркое проявление в сфере с.-х. произ-ва в развитии послевоенного кризиса перепроиз-ва с.-х. товаров в США и ряде др. капиталистич. стран.

В. А.Мартынов.



ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ, термин, который в политич. лит-ре употребляется: 1) как синоним государства вообще, гос-ва того или иного ист. типа (бурж. Г., социалистич. Г.), а также для обозначения к.-л. этапа в развитии гос-ва данного ист. типа (Г. древних славян, общенар. Г.); 2) для обозначения системы (механизма) диктатуры определ. класса (пролет. Г.) или политич. организации общества. В этом смысле термин "Г." употребляется в Программе КПСС при рассмотрении проблемы дальнейшего развития социалистич. гос-ва (см. 1971, с. 101-02); 3) для обозначения системы органов гос-ва - государственного аппарата; 4) при объединении в определ. группы к.-л. общих черт или признаков гос-ва (напр., нац. Г., демократич. Г.).

В. Е. Гулиев.



ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ГЕРБЫ заубежных стран, эмблемы гос-в, изображаемые на печатях, монетах, денежных знаках, бланках, фасадах правительств. зданий и т. д. Часто являются составной частью гос. флага. Рисунок Г. г. и его описание устанавливаются конституциями или спец. законами. Гербы совр. гос-в почти не напоминают феод. гербов (см. Герб), только в нек-рых гос-вах с монархич. формой правления (напр., Великобритания, Дания, Бельгия) в качестве основы Г. г. сохраняются фамильные гербы правящей династии. В Г. г. мн. бурж. республик включены символы, отражающие стремление правящих классов придать видимость социальной справедливости существующему режиму (напр., серп и молот в Г. г. Австрии), иногда в Г. г. наряду с новыми элементами включаются старые атрибуты власти (напр., в Г. г. США наряду с 13 звёздами, символизирующими 13 первонач. штатов, образовавших США, изображён орёл с масличной веткой и пучком стрел в когтях). Изменение гос. строя гос-ва влечёт, как правило, существенные изменения или введение совершенно нового Г. г., напр. замена герба Российской империи Г. г. Советского государства (см. Герб государственный СССР), принятие новых Г. г. др. социалистич. гос-вами. Илл. см. на вклейках к стр. 160-161.

Лит.: Соколов В. А., Символы государственного суверенитета, Саратов, 1969.

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ДОХОДЫ, доходы, предназначенные для осуществления гос-вом своих функций. При капитализме Г. д. выступают гл. обр. в форме налогов, в к-рых, как указывал К. Маркс, "...воплощено экономически выраженное существование государства" (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 4, с. 308). В ведущих капиталистич. странах налоги составляют осн. источник Г. д. Величина их превышает 1/3 нац. дохода. В бурж. гос-вах Г. д. включают доходы гос. бюджета, автономных гос. корпораций, а также внебюджетные фонды (фонд социального страхования и др.). В развивающихся странах, идущих по некапиталистич. пути, рост Г. д. в значит. мере обусловливается укреплением гос. сектора х-ва этих стран.

При социализме Г. д.- часть нац. дохода, сконцентрированная непосредственно в гос. бюджете (централизованный фонд) и на гос. предприятиях (децентрализованные фонды) для финанс. обеспечения потребностей расширенного социалистич. воспроиз-ва и покрытия др. гос. расходов в интересах повышения жизненного уровня народа. Неналоговые доходы составляют более 90% всех бюджетных ресурсов. Они полностью включают доходы гос. предприятий, используемые в соответствии с их финанс. планами. Прочной, всё расширяющейся основой формирования Г. д. являются накопления социалистического х-ва. Воплощаются в жизнь слова В. И. Ленина о том, что "в эпоху диктатуры пролетариата и государственной собственности на важнейшие средства производства финансы государства должны покоиться на непосредственном обращении известной части доходов от различных государственных монополий на нужды государства" (Полн. собр. соч., 5 изд., т. 38, с. 122). Рост прибыли хозрасчётных предприятий позволяет более широко использовать прибыль в качестве источника расширения произ-ва и стимулирования высоких показателей работы. Проведение экономич. реформы в СССР с 1966 вызвало перестройку системы Г. д.: если раньше платежи из прибыли в бюджет производились в форме определ. отчислений, независимо от условий хозяйствования, то в новых условиях размер их определяется в значит. мере степенью эффективности ведения х-ва (см. также Бюджет государственный). Этой цели отвечает введение платности производств. фондов и совершенствование всей системы платежей из прибыли в бюджет. р. д. Винокур

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ЗАЙМЫ, см. Займы государственные.

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ИНСПЕКЦИИ в СССР, специальные контрольные органы, входящие обычно в состав центр. отраслевых органов управления (мин-в, гос. к-тов) и действующие на основе особых положений, утверждаемых Советом Министров. Создаются для контроля и надзора за исполнением законов, соблюдением спец. правил, регулирующих такие виды деятельности, к-рые имеют общегос. значение (напр., в области оздоровления условий труда и быта, обеспечения техники безопасности, соблюдения правил торговли и т. д.). Контрольные и надзорные полномочия Г. и. распространяются на все орг-ции, предприятия и учреждения, независимо от их ведомственной подчинённости, а в ряде случаев и на граждан. Этим Г. и. отличаются от ведомственных инспекций, осуществляющих контроль и проверку исполнения лишь в рамках данного министерства.

В СССР действуют (1971) следующие Г. и.: по надзору за безопасным ведением работ в пром-сти и горному надзору (Госгортехнадзор); по пром. энергетике и энергонадзору (контроль за рациональным расходованием электрической и тепловой энергии); по государственному сан. надзору (контроль за проведением мероприятий по ликвидации загрязнения водоёмов, почвы и воздуха вредными пром. выбросами и хоз.-бытовыми отходами, оздоровлению условий труда, предупреждению заболеваний; входит в состав мин-в здравоохранения СССР и союзных республик); по качеству товаров и торговле (входят в состав мин-в торговли союзных республик); по рыбоохране - Главгосрыбвод (контроль за соблюдением правил рыболовства и охраны рыбных запасов СССР); охотничья (надзор за правильным ведением охотничьего промысла и соблюдением правил охоты); ветеринарная (вет. контроль в колхозах, совхозах и др. предприятиях и орг-циях, независимо от их ведомственной подчинённости; входит в состав Мин-ва с. х-ва СССР); автомобильная - ГАИ (обеспечение безопасности движения транспорта и пешеходов на улицах и дорогах, количеств. и качеств. учёт состояния автотранспорта; входит в состав МВД СССР); гос. пожарный надзор (входит в состав МВД СССР).

Должностные лица Г. и. имеют право беспрепятственно посещать подконтрольные объекты, требовать предъявления необходимых документов и отчётности, проводить проверки и обследования, рассматривать жалобы и заявления и т. п. В функции ряда Г. и. входит выдача разрешений на пуск в эксплуатацию объектов, на право лова рыбы и т. д. Г. и. вправе подвергать мерам адм. принуждения лиц, виновных в нарушении установленных правил: штраф, денежный начёт, запрещение эксплуатации всего или части объекта, приостановление работ, отстранение от работы, временное лишение профессиональных прав и др. п. И. Романов.

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ КОМИТЕТЫ в СССР, центральные межотраслевые органы гос. управления спец. компетенции, выполняющие функции общегос. характера. Система Г. к. получила развитие в 50-60-х гг. в связи со значит. усложнением гос. руководства нар. х-вом, возрастанием роли науч. планирования, определения осн. направлений развития науки и техники, рациональной организации материально-технич. снабжения, ростом масштабов внеш. экономич. связей Сов. гос-ва и т. д. Г. к. координируют и контролируют деятельность министерств и ведомств в этих областях, обеспечивают квалифицированную науч. разработку межотраслевых вопросов гос. управления, дают заключения пр-ву СССР, участвуют в общегос. планировании нар. х-ва. В связи с межотраслевым характером деятельности Г. к., они наделены нек-рыми адм. полномочиями по осуществлению планово-организац., координац. и контрольных функций в отношении всех мин-в и ведомств (заслушивание сообщений руководителей учреждений, истребование необходимых материалов, дача обязат. указаний по определ. кругу вопросов и др.). Правовые нормативные акты, издаваемые Г. к. в пределах их компетенции, обязательны для исполнения всеми мин-вами, ведомствами, учреждениями, орг-циями и предприятиями. Г. к. СССР образуются (а их председатели назначаются) Верх. Советом СССР. Положения о Г. к. и их структура утверждаются Советом Министров СССР. Функционируют (1971) следующие Г. к. Сов. Мин. СССР:

Гос. плановый к-т Совета Министров СССР - Госплан СССР (образован в 1921), союзно-респ. орган общегос. планирования развития нар. х-ва СССР и контроля за выполнением нар.-хоз. планов. См. Государственный плановый комитет Совета Министров СССР.

Г. к. Совета Министров СССР по делам строительства - Госстрой СССР (образован в 1950), осуществляет проведение единой технич. политики, повышение эффективности капитального строительства, обеспечение технич. прогресса, повышение качества и сокращение сроков стр-ва, развитие строит. индустрии, улучшение дела градостроительства и архитектуры, проектно-сметного дела, гос. экспертизу проектов и смет. Госстрой СССР разрабатывает и утверждает общесоюзные нормы и технич. условия строит. проектирования, нормы продолжительности стр-ва, сметные нормы, расценки, прейскуранты и ценники и т. п. (Положение о Госстрое см. в СП СССР, 1968, № 3, ст. 14).

Г. к. по вопросам труда и заработной платы (образован в 1955) осуществляет систематич. контроль за работой мин-в и ведомств в области труда и заработной платы, межотраслевое и межрайонное регулирование условий и оплаты труда, разрабатывает проекты законов и постановлений пр-ва по вопросам труда и заработной платы, организует н.-и. работу в этой области, даёт разъяснения и указания по применению трудового законодательства (Положение о Г. к. по вопросам труда и заработной платы см. в СП СССР, 1957, № 15, ст. 146).

Г. к. по науке и технике (образован в 1965) обеспечивает проведение единой гос. политики в области науч.-технич. прогресса, всемерное использование достижений науки и техники в нар. х-ве. Совместно с АН СССР разрабатывает предложения по осн. направлениям развития науки и техники, организует разработку межотраслевых науч.-технич. проблем, обеспечивает науч.-технич. информацию, осуществляет связи с зарубежными странами по вопросам науч.-технич. сотрудничества (Положение о Г. к. по науке и технике см. в СП СССР, 1966, № 21, ст. 193).

Г. к. по материально-техническому снабжению - Госснаб СССР (образован в 1965), реализует планы материально-технич. снабжения, распределяет по потребителям продукцию по установленной номенклатуре, обеспечивает межотраслевые кооперированные поставки, контролирует своевременность выполнения планов поставки продукции (Положение о Госснабе СССР см. в СП СССР, 1969, № 13, ст. 69).

Г. к. по внешним экономическим связям (образован в 1957) осуществляет мероприятия по расширению и укреплению экономич. сотрудничества СССР с зарубежными странами, обеспечению выполнения обязательств СССР по экономич. сотрудничеству, руководит деятельностью всесоюзных объединений ("Техноэкспорт", "Проммашэкспорт" и др.), через к-рые осуществляется поставка в социалистич. и развивающиеся страны пром. и иного оборудования для предприятий и др. объектов, сооружаемых СССР ("Ведомости Верховного Совета СССР", 1957, № 15, ст. 388).

Г. к. по проф.-технич. образованию (образован в 1959) осуществляет единую гос. политику в области подготовки квалифицированных рабочих в проф.-технич. уч. заведениях и непосредственно на производстве, контролирует выполнение постановлений пр-ва по вопросам проф.-технич. образования, развития сети уч. заведений, состояние учебно-воспитат. работы среди учащихся (Положение о Г. к. по проф.-технич. образованию см. в СП СССР, 1969, № 16, ст. 87).

Г. к. лесного хозяйства (образован в 1966) осуществляет управление землями гос. лесного фонда, объединяет и направляет деятельность лесохозяйственных органов ("Ведомости Верховного Совета СССР", 1966, № 8, ст. 126).

Г. к. цен (образован в 1969; в 1965 -69 - Г. к. цен при Госплане СССР). В задачи к-та входит усиление руководства делом ценообразования, обеспечение единства политики цен, повышение их роли в стимулировании производства.

Г. к. по телевидению и радиовещанию (образован в 1970).

Г. к. стандартов - Госстандарт СССР, образован в 1970 для усиления руководства делом стандартизации, повышения роли стандартов в улучшении качества продукции и т. д.

Г. к. являются либо общесоюзными (напр., Г. к. по вопросам труда и заработной платы, по внешним экономич. связям), либо союзно-республиканскими (Госплан, Госстрой, Г. к. цен и др.).

Г. к. по надзору за безопасным ведением работ в промышленности и горному надзору при Совете Министров СССР - Госгортехнадзор СССР, образован в 1958 (Положение о Госгортехнадзоре см. в СП СССР, 1966, № 2, ст. 17). См. Государственный горнотехнический надзор.

На правах спец. ведомств при Сов. Мин. СССР действуют к-ты: по делам изобретений и открытий; по кинематографии; по печати; по физич. культуре и спорту. п. И, Романов.

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ КРЕСТЬЯНЕ, особое сословие крепостной России, оформленное указами Петра I из оставшегося незакрепощённого сел. населения (черносошных крестьян и половников Сев. Поморья, сиб. пашенных крестьян, однодворцев, нерус. народностей Поволжья и Приуралья). В отличие от помещичьих и дворцовых крестьян (позднее - удельные крестьяне), Г. к. жили на казённых землях и, пользуясь отведёнными наделами, были подчинены управлению гос. органов и считались лично свободными.

По данным 1-й ревизии (1724), их насчитывалось (в Европ. России и Сибири) 1 049 287 душ муж. пола, т. е. 19% всего земледельч. населения страны; по 10-й ревизии (1858),- 9 345 342 души муж. пола, т. е. 45,2% земледельч. населения Европ. России. Сословие Г. к. увеличивалось за счёт крестьян секуляризованных церк. владений и вновь присоединённых терр. (Прибалтики, Правобережной Украины, Белоруссии, Крыма, Закавказья), укр. казаков, б. крепостных конфискованных польск. имений и т. д. В кон. 30-х гг. 19 в. ср. земельный надел Г. к. в 30 губерниях из 43 был меньше 5 дес. и лишь в немногих губерниях достигал установленной нормы (8 дес. в малоземельных и 15 дес. в многоземельных губерниях). Осн. масса Г. к. вносила в казну ден. оброк; на терр. Прибалтики и губерний, присоединённых от Польши, казённые имения сдавались в аренду частным владельцам и Г. к. отбывали преим. барщину; пашенные крестьяне Сибири сначала обрабатывали казённую пашню, затем вносили продуктовый оброк, а позднее - денежный. В 1-й пол. 19 в. оброк Г. к. колебался от 7 руб. 50 коп. до 10 руб. с души в год. По мере усиления эксплуатации удельных и помещичьих крестьян ден. оброк Г. к. становился относительно меньшим, чем сопоставимые с ним повинности др. категорий крестьян. Кроме того, Г. к. обязаны были вносить деньги на земские нужды и на мирские расходы; наряду с др. категориями крестьян платили подушную подать и отбывали натуральные повинности (напр., дорожную, подводную, постойную). За исправное несение повинностей отвечали круговой порукой.

Развитие торговли и пром-сти в 18 - 1-й пол. 19 вв. повлекло расширение прав Г. к.: им было разрешено вести торговлю, открывать фабрики и заводы, владеть "ненаселёнными" землями (т. е. без крепостных крестьян) и т. д. Но одновременно, в связи с ростом помещичьего предпринимательства, дворянство систематически присваивало гос. земли и стремилось обратить свободных Г. к. в своих крепостных (см. Генеральное межевание). Во 2-й пол. 18 в. пр-во роздало дворянству миллионы десятин казённой земли и сотни тысяч Г. к.; в 1-й пол. 19 в. практиковалась массовая продажа гос. имений и передача их в удельное ведомство. Мн. дворяне требовали ликвидировать сословие Г. к., передав казённые земли с их населением в частные руки.

В результате роста малоземелья и повышения феод. повинностей в нач. 19 в. обнаружились прогрессирующее обеднение и недоимочность Г. к. Всё чаще повторялись массовые волнения Г. к., направленные против сокращения наделов, тяжести оброков, произвола арендаторов и чиновников. Вопрос об изменении управления Г. к. вызвал многочисл. проекты как крепостнические, так и либерально-буржуазные. Обостряющийся кризис феод.-крепостнич. строя заставил пр-во Николая I приступить к реформе управления гос. деревней с целью поддержать гос. финансы, подняв производит. силы гос. деревни, и приблизить помещичьих крепостных к положению "свободных сельских обывателей". В течение 1837- 1841 под рук. ген. П. Д. Киселёва было учреждено спец. Мин-во гос. имуществ со сложной иерархией бюрократич. органов. На созданную администрацию было возложено "попечительство" над Г. к. через посредство традиционной сел. общины, опекаемой правительств. чиновниками.

Программа хоз. подъёма гос. деревни также не могла быть осуществлена. Относительно прогрессивное значение имели такие меры, как ликвидация барщинных повинностей Г. к. в Литве, Белоруссии и на Правобережной Украине, прекращение сдачи гос. имений в аренду частным владельцам и замена душевого оброка более равномерным зем.-промысловым сбором. Однако эти меры не могли внести коренного изменения в положение Г. к. Малоземелье не было ликвидировано. Количество недоимок не уменьшилось, а выросло ещё более; агротехнич. меры оказались недоступными для крестьянской массы; врачебная и вет. помощь оказывалась в ничтожных размерах, а главное - вся система управления на началах феод. опеки сопровождалась чудовищными насилиями и поборами. Феод. управление гос. деревней находилось в резком противоречии с экономич. процессами 40-50-х гг. 19 в., препятствовало росту крест. торговли и пром-сти, мешало развитию с. х-ва и сковывало рост производит. сил крестьянства. Результатом реформы был рост крест. движения, к-рое приняло особенно бурные формы в р-нах Сев. Поморья, Приуралья и Поволжья, где Г. к. жили крупными компактными массами. Непрерывные протесты против системы управления крепостнич. гос-ва наблюдались также в центр. и зап. р-нах (см. "Картофельные бунты", "Холерные бунты" и др.). После окончания Крымской войны 1853-56 обнаружилась явная тенденция к слиянию борьбы Г. к. с движением удельных и помещичьих крестьян. В свою очередь дворянство, встревоженное планами пр-ва, с одной стороны, и нарастающим крестьянским движением - с другой, негодовало против реформы Киселёва и требовало ликвидации системы "попечительства". В 1857 Александр II, назначив новым министром гос. имуществ реакционера М. Н. Муравьёва, одобрил проект контрреформы - приближения Г. к. к положению удельных крестьян.

19 февр. 1861 крепостное право в России было отменено. При этом на бывших помещичьих и удельных крестьян были распространены личные права Г. к. и формы их "самоуправления", установленные законами 1838-41. Г. к. в 1866 были подчинены общей системе сел. управления и признаны "крестьянами-собственниками", хотя продолжали платить оброчную подать. Права полной собственности на землю Г. к. получили по закону 1886 об обязат. выкупе зем. наделов, причём размеры наделов Г. к. оказались больше, а выкупные платежи меньше, чем у помещичьих крестьян. Г. к. Сибири и Закавказья остались в прежнем положении держателей казённой земли, поскольку на них не были распространены законы 1866 и 1886. Попытки пр-ва улучшить положение Г. к. Закавказья в кон. 19 в. не устранили острого малоземелья деревни и произвола местной администрации.

Лит.: Дружинин Н. М., Государственные крестьяне и реформа П. Д. Киселёва, т. 1 - 2, М.- Л., 19-46 - 58; Антелава И. Г., Реформа поземельного устройства государственных крестьян Закавказья в конце XIX в., Сухуми, 1952; его же, Государственные крестьяне Грузии в первой половине XIX в., Сухуми, 1955.

Н. М. Дружинин.



ГОСУДАРСТВЕННЫЕ МОНОПОЛИИ, см. в ст. Монополии капиталистические.



ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ПРЕМИИ СССР, одна из форм поощрения граждан за выдающиеся творч. достижения в области науки и техники, лит-ры и иск-ва. Г. п. СССР учреждены пост. ЦК КПСС и Сов. Мин. СССР от 9 сент. 1966 (СП СССР, 1966, № 21, ст. 188), от 26 марта 1969 (СП СССР, 1969, № 8, ст. 48), от 11 авг. 1969 (СП СССР, 1969, № 19, ст. 110). Положение о Г. п. СССР утверждено пост. ЦК КПСС и Сов. Мин. СССР от 17 сент. 1967 (СП СССР, 1967, № 6, ст. 29). Г. п. СССР присуждаются за науч. исследования, вносящие крупный вклад в развитие отечеств. науки; за работы по созданию и внедрению в нар. х-во наиболее прогрессивных материалов, машин и механизмов; за новые высокопроизводит. технологич. процессы; за внедрение передового производственно-технич. опыта, имеющего большое нар.-хоз. значение; за оригинальные и экономичные архитектурные и технич. сооружения; за глубокие теоретич. исследования по вопросам гос. и хоз. стр-ва и марксистско-ленинской науки; за наиболее талантливые высокоидейные произведения лит-ры и иск-ва. При наличии новых крупных достижений лауреата Г. п. СССР эта премия может быть присуждена ему повторно, но не ранее чем через 5 лет после предыдущего присуждения Г. п. СССР.

Круг науч., учебных, гос. и обществ. орг-ций, к-рым предоставлено право выдвигать работы на присуждение Г. п. СССР, установлен Положением о Г. п. СССР. Премии присуждаются ежегодно в годовщину Великой Окт. социалистич. революции в количестве до 50 - в области науки и до 10 - в области лит-ры, иск-ва и архитектуры. Начиная с 1970 дополнительно учреждены одна Г. п. СССР за произведения лит-ры и иск-ва для детей и четыре Г. п. СССР за создание учебников для высших, средних специальных и средних уч. заведений. Размер Г. п. СССР - 5 тыс. руб. каждая. Решения о присуждении Г. п. СССР принимаются К-тами по Ленинским и Гос. премиям СССР при Сов. Мин. СССР и вступают в силу после утверждения их ЦК КПСС и Советом Министров СССР. Постановления о присуждения Г. п. СССР публикуются в центр., респ. и областной печати. Лицам, получившим Г. п. СССР, присваивается звание "лауреат Гос. премии СССР", вручаются диплом и почётный знак с указанием года присуждения премии. Дипломы и знаки лауреата Сталинских премий (присуждались в 1940-52) 1-й, 2-й и 3-й степеней были заменены на дипломы и почётные знаки лауреата Г. п. СССР соответствующих степеней. Описание почётного знака и диплома лауреата Г. п. СССР и Положение о почётном знаке лауреата Г. п. СССР утверждены пост. Сов. Мин. СССР от 11 окт. 1967 (СП СССР, 1967, № 24, ст. 172).

Республиканские Г. п. учреждены также в союзных республиках (в РСФСР, БССР, УССР, Азерб. ССР, Казах. ССР, Кирг. ССР, Туркм. ССР и др.).

Е. М. Гершанов.



ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ, см. Преступления государственные.



ГОСУДАРСТВЕННЫЕ РАСХОДЫ, расходы государства по осуществлению его функций, обусловленных характером общественно-экономич. строя. Г. р. не тождественны расходам гос. бюджета, т. к. они включают и расходы гос. предприятий (за счёт их собственных источников). При капитализме Г. р. используются гл. обр. на милитаризацию экономики и содержание аппарата угнетения. В условиях гос.-монополистич. капитализма наряду с ростом ассигнований на воен. цели возрастают расходы, связанные с вмешательством гос-ва в процесс воспроиз-ва: возвратные и безвозвратные ссуды монополиям, ассигнования на крупные капиталовложения в наименее прибыльные отрасли инфраструктуры (строительство дорог, мостов, каналов, аэродромов и др.), на проведение научно-технич. исследований и др. работ. За счёт гос-ва в 1970 в США финансировалось ок. одной трети, ФРГ - ок. 40%, в Великобритании более 50 % всех капиталовложений. Часть Г. р. идёт на т. н. социально-культурные мероприятия, но они связаны с переложением монополиями на гос-во части затрат по воспроиз-ву рабочей силы. Нек-рое увеличение этих расходов в 60-х гг. 20 в. вызвано усилением классовой борьбы пролетариата и влиянием соревнования двух мировых систем.

При социализме Г. р. полностью используются в интересах трудящихся. Они охватывают расходы гос. бюджета и гос. предприятий и орг-ций (на расширение их деятельности и образование фондов общественного потребления). По своему экономич. содержанию и роли в создании нац. дохода и всего совокупного общественного продукта Г. р. подразделяются на расходы в производственной и непроизводственной сферах. Г. р. группируются также по отраслевому и терр. признаку и целевому назначению (капиталовложения, прирост оборотных средств, гос. дотации, операционные расходы, зарплата в бюджетных учреждениях и др.). Для Г. р. при социализме характерна высокая доля затрат на финансирование нар. х-ва и социально-культурных мероприятий. В СССР (1971) на указанные цели из гос. бюджета было выделено 135,5 млрд. руб. (или 84,3% всех ассигнований бюджета) и за счёт ресурсов предприятий -75,7 млрд. руб. Г. р. в социалистич. странах используются на первоочередное финансирование ключевых отраслей экономики, определяющих темпы и направление научно-технич. прогресса. Важнейшими принципами финансирования Г. р. являются: плановость, целевой характер использования средств, финансирование в меру выполнения плана, режим экономии и обеспечение высокой эффективности используемых средств (см. также Бюджет государственный). р. Д. Винокур.

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ТРУДОВЫЕ РЕЗЕРВЫ СССР, система организованной подготовки новых рабочих из гор. и сел. молодёжи, призванная создавать необходимые трудовые резервы для отраслей нар. х-ва. 2 окт. 1940 принят Указ Президиума Верх. Совета СССР "О государственных Трудовых Резервах СССР". Одна из основных целей Г. т. р.- планомерная массовая подготовка квалифицированных рабочих и организованное их распределение. В 1940 были созданы три типа уч. заведений: 1) ремесленные училища с 2-годичным сроком обучения для подготовки квалифицированных рабочих металлистов, металлургов, химиков, горняков, нефтяников, квалифицированных рабочих для мор. транспорта, предприятий связи и др.; 2) ж.-д. училища с 2-годичным сроком обучения для подготовки помощников машинистов, слесарей по ремонту паровозов и вагонов, котельщиков, бригадиров по ремонту пути и др. рабочих сложных профессий ж.-д. транспорта; 3) школы фаб.-зав. обучения (ФЗО) с 6-месячным сроком обучения для подготовки рабочих массовых профессий, в первую очередь для угольной, горнорудной, ме-таллургич., нефт. пром-сти и строит. дела. Гос-во взяло на себя полное материальное обеспечение всех учащихся. Уже в мае 1941 уч. заведения Г. т. р. выпустили 250 тыс. молодых рабочих для пром-сти, стр-ва, ж.-д. транспорта.

В годы Великой Отечеств. войны 1941 - 1945, когда с предприятий на фронт уходили кадровые рабочие, особенно возросло значение Г. т. р. За этот период уч. заведения проф.-технич. образования подготовили 2480 тыс. молодых квалифицированных рабочих. На ряде предприятий, особенно в вост. р-нах страны, воспитанники трудовых резервов составляли более половины всех рабочих. Выпускники уч. заведений трудовых резервов направлялись в освобождённые р-ны для восстановления разрушенных предприятий. Так, ок. 20 тыс. учащихся были направлены на восстановление угольных шахт и электростанций Донбасса. В авг. 1945 Совет Народных Комиссаров принял постановление "О мерах по улучшению учебно-воспитат. работы в ремесленных, ж.-д. училищах и школах ФЗО". В 1946 горнопром. школы были переведены с 6-месячного на 10-месячный срок обучения. В 1949 ремесленные училища и школы ФЗО, подготавливающие квалифицированных рабочих для угольной и горнорудной пром-сти, были преобразованы в горнопром. уч-ща и школы с теми же сроками обучения. По решению Сент. (1953) пленума ЦК КПСС в системе Г. т. р. были организованы училища механизации с. х-ва, к-рые в сроки от 6 мес. до 2 лет подготавливали квалифицированные кадры сел. механизаторов.

В связи с постепенным переходом в СССР к всеобщему ср. образованию, в системе Г. т. р. с 1954 начали создаваться уч. заведения нового типа - технич. училища для молодёжи, окончившей средние общеобразоват. школы. В технич. училищах в срок от 1 до 2 лет подготавливались квалифицированные рабочие по профессиям, требующим повыш. общеобразоват. уровня, и младший технич. персонал. Училища и школы Г. т. р. готовили рабочих примерно 700 профессий. Их подготовка складывалась из производств. и теоретич. обучения, физич. воспитания и внеклассной работы. На производств. обучение отводилось в зависимости от типа уч. заведения и характера профессии от 50 до 85% уч. времени. В теоретич. обучение входили ряд специальных, общетехнич. и общеобразоват. предметов и курс политич. знаний. Внеклассная работа включала все виды технич. творчества, музыкальную и лит.-драматич. самодеятельность, работу по изобразит. иск-ву, занятия в различных науч. кружках и др. По окончании обучения и сдачи экзаменов рабочим предоставлялась работа в соответствии с полученной профессией. Училища и школы Г, т. р. прикреплялись к предприятиям, для к-рых подготавливались рабочие кадры. В 1957 на базе школ ФЗО, готовивших рабочих строит. специальностей, были созданы двухгодичные строит. уч-ща.

Начиная с 1959 все школы фаб.-зав. обучения, ремесленные ж.-д., горнопром., строит. уч-ща и уч-ща механизации с. х-ва, профтехшколы, школы фаб.-зав. ученичества и др. проф. уч. заведения, входившие ранее в систему Г. т. р., так же, как и осн. масса ведомственных стационарных уч. заведений, подготовляющих рабочие кадры, были преобразованы в проф.-технич. уч-ща со сроком обучения от 1 до 3 лет и в сел. проф.-технич. уч-ща со сроком обучения 1-2 года. В том же году уч. заведения Г. т. р. были переданы в ведение союзных республик, а Гл. управление трудовых резервов при Сов. Мин. СССР (в ведении к-рого ранее находились эти уч. заведения) преобразовано в Гос. к-т Сов. Мин. СССР по проф.-технич. образованию

(см. Профессионально-техническое образование в СССР). В. Б. Белкин.

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ФИНАНСЫ. совокупность экономич. отношений, система образования и распределения ден. фондов, необходимых гос-ву для содержания его органов и выполнения присущих ему функций. Впервые термин "Г. ф." стал применяться во Франции в 16 в. Сущность Г. ф. определяется господствующим способом произ-ва и классовой природой гос-ва. В рабовладельч., феод. и капиталистич. обществах Г. ф. служат орудием дополнит. эксплуатации трудящихся, т. к. осн. тяжесть налогов и сборов падает на них, а добытые т. о. ден. средства идут на содержание аппарата классового угнетения, на поддержку и обогащение господствующих классов.

В докапиталистич. формациях гос. доходы и расходы имели гл. обр. натуральную форму. Труд рабов и производимые ими продукты служили средством покрытия большей части потребностей рабовладельч. гос-ва. Важным источником пополнения армии рабов и казны являлись воен. грабежи и дань с покорённых народов. При феодализме решающим источником гос. ресурсов стали труд крепостных крестьян и производимые ими продукты. С созданием централизованных гос-в и ростом их расходов появилась система регулярных общегос. налогов и пошлин, казна гос-ва стала отделяться от личных средств главы гос-ва, а сами средства всё более принимать ден. форму. Принудит. сборы и займы уступили место гос. займам и централизованным выпускам денег в обращение (см. Займы государственные). В итоге сложилась (в совр. её понимании) сложная система Г. ф.

При капитализме в его домонополистич. период назначение Г. ф. сводилось гл. обр. к обеспечению материальных условий существования и функционирования гос-ва. Расходы гос-ва шли на содержание его органов, армии и флота, ведение войн, колониальные экспедиции и выплаты по гос. долгу, на обществ. работы, финансирование ж.-д. стр-ва. Покрывались они путём изъятия части доходов у населения через налоги, гос. займы и бумажно-ден. эмиссию. В период империализма и особенно общего кризиса капитализма роль Г. ф. в перераспределении ден. средств резко возросла (см. Бюджет государственный, Государственный кредит).

Обострение противоречий империализма, развитие гос. монополистич. капитализма вызвали колоссальное увеличение гос. расходов, налогового обложения и гос. долга. Гос-во активно вмешивается в процесс капиталистич. воспроиз-ва. Г. ф. широко используются для стимулирования и регулирования капиталистич. экономики. В связи с этим роль их в распределении и перераспределении нац. дохода повышается. В США и Великобритании доля нац. дохода, перераспределяемая через гос. бюджет, возросла в 60-х гг. до 40% . Гл. причиной роста в империалистич. странах гос. расходов, налогов и гос. долга является милитаризация экономики, гонка вооружений. Через систему Г. ф. происходит перераспределение доходов и накоплений в пользу монополий и, прежде всего, магнатов военно-пром. концернов, обогащающихся на воен. поставках, прямых бюджетных субсидиях, открытых и скрытых налоговых льготах. Финанс. система капиталистич. гос-в находится в состоянии глубокого кризиса. Имеет место громадный рост воен. расходов, хронич. дефицитность гос. бюджетов, рост гос. долга, налогов, хронич. инфляция, непроизводит. расточение финанс. ресурсов.

В странах, завоевавших после 2-й мировой войны 1939-45 политич. независимость и вставших на путь борьбы за экономич. самостоятельность, Г. ф. используются для проведения индустриализации и агр. преобразований, ликвидации последствий колониализма в области образования, здравоохранения, культуры и т. д.

При социализме Г. ф. превращаются в одно из важнейших орудий экономич. и финанс. политики гос-ва, осуществления социалистич. преобразований. В СССР в переходный период от капитализма к социализму Г. ф. использовались гл. обр. для проведения социалистич. индустриализации страны и коллективизации с. х-ва, осуществления культурной революции и ускоренного развития национальных республик.

В СССР и др. социалистич. странах за счёт Г. ф. обеспечиваются финанс. потребности расширенного социалистич. воспроиз-ва, подъём материального и культурного уровня жизни народа, содержание органов гос. власти, укрепление обороноспособности страны. Г. ф. тесно связаны с материальным произ-вом. Они включают в себя общегос. финансы (гос. бюджет, гос. имущественное, личное и социальное страхование) и финансы гос. предприятий и отраслей х-ва. Финансы гос. социалистич. предприятий и отраслей нар. х-ва служат исходной базой Г. ф. и гл. источником ресурсов финанс. системы, а гос. бюджет - её ведущим и направляющим звеном. В связи с экономич. реформой, проводимой в СССР с 1966, и расширением хоз. самостоятельности предприятий, повышается уд. вес в Г. ф. финансов предприятий и отраслей нар. х-ва. В 1966 из общей массы прибыли в 47 млрд. руб. оставалось в распоряжении предприятий 11,9 млрд. руб. (или 25% ), а по плану 1971 из 88,6 млрд. руб. прибыли у них должно остаться 35,8 млрд. руб. (или 40% ). Собственные ресурсы предприятий, направляемые на финансирование плановых затрат, возросли с 33,5 млрд. в 1965 до 75,7 млрд. руб. по плану 1971 .По-прежнему ведущую роль в системе Г. ф. играет гос. бюджет, к-рый аккумулирует св. 50% нац. дохода и связывает в единое целое движение всех финанс. ресурсов социалистич. общества. С построением социализма и вступлением СССР в период строительства коммунизма Г. ф. используются для создания материально-технич. базы коммунизма, совершенствования социалистич. производств. отношений, для всё более полного удовлетворения постоянно растущих материальных и духовных потребностей трудящихся, развития и упрочения сотрудничества и взаимопомощи социалистических государств.

Лит.: Финансы капиталистических государств, М., 1964; Финансы развивающихся государств, М., 1965; Критика современных буржуазных теорий финансов, денег и кредита, [М., 1966]; Дьяченко В. П., Советские финансы в первой фазе развития социалистического государства, М., 1947; 50 лет советских финансов, М., 1967; Аллахвердян Д. А., Финансы социалистических государств, М., 1961; финансы СССР, М., 1967. И.Д.Злобин.



ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ЭКЗАМЕНЫ в СССР, выпускные экзамены в высших и средних спец. уч. заведениях. В мед., пед., с.-х. ин-тах и техникумах, консерваториях, ин-тах культуры, ин-тах и техникумах физич. культуры выпускники, как правило, сдают Г. э. по одной из общественно-политич. дисциплин и по 2-3 основным спец. дисциплинам; оканчивающие ун-ты, экономич. и театральные вузы, помимо Г. э. по одной из общественно-политич. дисциплин, защищают дипломную работу. Во втузах вместо Г. э. защищают дипломный проект, в художественных ин-тах - дипломную работу.

Г. э. проводятся гос. экзаменац. комиссиями вузов и гос. квалификационными комиссиями средних спец. уч. заведений. В состав комиссий входят: председатель - из числа крупных специалистов данной отрасли производства или учёных (не работающих в данном уч. заведении) и члены комиссии - ректор или проректор, декан соответствующего ф-та или его заместитель, заведующие кафедрами, профессора и доценты - в вузах, директор (заместитель директора) и неск. преподавателей спец. дисциплин - в средних спец. уч. заведениях.

К сдаче Г. э. допускаются лица, выполнившие все требования уч. плана. Решение об оценке Г. э. принимается на закрытом заседании комиссии простым большинством голосов. На основе сдачи Г. э. решается вопрос о присвоении выпускнику уч. заведения соответствующей квалификации. В. Г. Панов.

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АППАРАТ, система органов, практически осуществляющих государственную власть и функции государства. В широком смысле Г. а. включает не только собственно органы гос. власти, но и такие важнейшие орудия власти, как вооруж. силы, разведка, карательные и иные органы принуждения. В более тесном смысле под Г. а. часто понимается совокупность исполнительных (адм.) органов власти, выполняющих повседневную работу управления гос-вом. В деятельности Г. а., его структуре, функциях и методах наиболее конкретно проявляется классовая сущность данного гос-ва, его ист. роль. Типичные функции Г. а. эксплуататорского гос-ва - защита привилегий и интересов эксплуататорских классов, сбор налогов, организация вооруж. сил, применение насилия против революц. выступлений трудящихся. Для Г. а. империалистич. гос-в характерно сращивание с аппаратом крупнейших капиталистич. монополий и подчинение всего гос. механизма обеспечению интересов этих монополий.

Социалистич. Г. а. возникает в результате революц. слома аппарата бурж. гос-ва и является принципиально новым Ист. типом Г.а.- аппаратом подлинно народным как по своему классовому составу, так и по своим социальным функциям. Главное место в его деятельности занимают задачи созидат., организационно-творческие: строительство новой, социалистич. экономики, достижение наивысшей производительности общественного труда, всестороннее развитие науки и культуры, коммунистич. воспитание трудящихся, создание условий для наиболее полного удовлетворения их материальных и культурных потребностей. На социалистич. Г. а. ложится задача обеспечения обороны, внеш. и внутр. безопасности гос-ва. В. И. Ленин, характеризуя принципиально новую роль социалистич. аппарата в управлении гос-вом, указывал: "Обычно со словом „управление" связывают именно и прежде всего деятельность преимущественно, или даже чисто, политическую. Между тем самые основы, самая сущность Советской власти, как и самая сущность перехода от капиталистического общества к социалистическому, состоит в том, что политические задачи занимают подчиненное место по отношению к задачам экономическим" (Полн. собр. соч., 5 изд., т. 36, с. 130).

Сов. Г. а. непосредственно руководит созданием материально-технич. базы коммунизма, развитием коммунистич. общественных отношений, опираясь на опыт масс, планирует развитие нар. х-ва, управляет пром. и с.-х. предприятиями, стройками, транспортом, банками, предприятиями торговли и бытового обслуживания населения, учебными и науч. заведениями и др.

В соответствии с активной экономич. ролью сов. Г. а., преобладающее место в его системе занимают органы управления нар. х-вом, плановые, статистич. органы, хоз. мин-ва и ведомства, хоз. объединения и фирмы, администрация производственных предприятий.

Основу сов. Г. а. составляют органы нар. представительства - Советы депутатов трудящихся, осуществляющие всю полноту гос. власти, контроль над всеми без исключения гос. учреждениями снизу доверху.

Служащие Г. а. в СССР, включая высших должностных лиц, не стоят над обществом и не представляют к.-л. привилегированной касты: условия их труда регулируются единым для рабочих и служащих трудовым законодательством, а служебные обязанности и права регламентируются законом и положениями о гос. органах (см. Государственная служба). Надзор и контроль за законностью действий Г, а. осуществляют органы прокуратуры и нар. контроля (см. Контроль народный).

КПСС и Сов. пр-во проявляют постоянную заботу о совершенствовании Г. а. Программа КПСС отмечает большое значение деятельности Г. а., от к-рого во многом зависит правильное использование всех ресурсов страны, своевременное разрешение вопросов культурно-бытового обслуживания трудящихся. Программа определяет важнейшие направления совершенствования Г. а.: расширение прав респ. и местных органов управления; повышение самостоятельности и инициативы орг-ций и предприятий; распространение принципа выборности и подотчётности перед представит. органами и избирателями на всех руководящих работников гос. органов; расширение коллегиальности в работе Г. а.; повышение ответственности работников Г. а. за порученное дело, укрепление социалистич. законности и гос. дисциплины.

Лит.: Ленин В. И., Государство и революция, Полн. собр. соч., 5 изд., т. 33, с. 1 -120; его же, Очередные задачи Советской власти, там же, т. 36, с. 165

- 208; его ж е, Набросок правил об управлении советскими учреждениями, там же, т. 37, с. 365

- 68; его же, Об едином хозяйственном плане, там же, т. 42, с. 339

- 47; его же, Как нам реорганизовать Рабкрин, там же, т. 45, с. 383-88; его же, Лучше меньше, да лучше, там же, т. 45, с. 389

- 406; Научные основы государственного управления в СССР, М., 1968. Я. И. Романов.



ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АРБИТРАЖ в СССР, орган для рассмотрения и решения имуществ. споров между предприятиями, организациями и учреждениями различных министерств, ведомств или центр. учреждений. Система Г. а. в СССР включает Г. а. при Сов. Мин. СССР, Г. а. при Сов. Мин. союзных и авт. республик и при исполкомах краевых, областных и городских (Москвы и Ленинграда) Советов депутатов трудящихся. Ведущее место среди Г. а. занимает Государственный арбитраж при Совете Министров СССР, к компетенции к-рого отнесено рассмотрение наиболее важных и крупных хоз. споров, а также изучение и обобщение опыта работы гос. и ведомств. арбитражей и инструктирование их по вопросам практики применения законодательства, регулирующего хоз. отношения. На Г. а. при Сов. Мин. СССР возложено также издание по согласованию с Сов. Мин. союзных республик правил о порядке рассмотрения споров Г. а. (Положение о Г. а. при Сов. Мин. СССР утверждено 17 авг. 1960, см. СП СССР, 1960, № 15, ст. 127). Положения о Г. а. при Сов. Мин. союзных и авт. республик и при исполкомах Советов депутатов трудящихся утверждаются Сов. Мин. союзных республик. См. также Арбитраж. В. Н. Ершов.

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БАНК, центральный, в социалистических странах, эмиссионный центр, главное звено кредитной системы. В социалистич. странах введена гос. монополия на банковское дело, Г. б. подчинён высшему исполнительному органу гос. власти (Совету Министров).

Г. б. в социалистич. странах со всеми своими учреждениями является единой централизованной системой. На открываемых в нём счетах отражается значит. часть ден. оборота страны. В связи с этим Г. б. при социализме по существу представляет собой аппарат общегос. счетоводства, учёта произ-ва и распределения продукции. Деятельность Г. б. подчинена осуществлению основных экономич. и политич. задач, стоящих перед социалистич. гос-вом. Г. б. принимает участие в планировании и руководстве нар. х-вом.

Г. б. при социализме - это прежде всего эмиссионный центр. Предоставленное ему исключит. право выпуска денег в обращение и связанная с этим деятельность по организации и регулированию ден. обращения характеризуют и определяют особое место, занимаемое им в нар. х-ве социалистич. стран. В большинстве социалистич. стран (Болгарии, Венгрии, Монголии, Польше, Румынии, СССР, Чехословакии и др.) Г. б. является также кредитным и расчётным центром. На основе нар.-хоз. плана он привлекает свободные ден. средства предприятий, орг-ций, резервы гос. бюджета, кредитных учреждений и т. п; организует и осуществляет расчёты в нар. х-ве. Формы и методы кредитования предприятий и орг-ций, а также формы расчётов в нар. х-ве в каждой социалистич. стране имеют свою специфику. Особой функцией Г. б. социалистич. стран является расчетно-кассовое исполнение гос. бюджета. Он выполняет поручения гос-ва и гос. органов в области междунар. валютных, кредитных и расчётных отношений.

Осуществляя все эти функции, Г. б. содействует росту произ-ва, товарооборота, социалистич. накоплений в х-ве, а также дальнейшему укреплению нац. валюты. В процессе кредитования, проведения расчётов, организации и регулирования ден. обращения Г. б. осуществляет финанс. контроль за процессом произ-ва и обращения товаров , выполнением плановых показателей, эффективным и рациональным использованием осн. фондов и оборотных средств, расходованием фонда заработной платы, соблюдением режима экономии, платёжной и договорной дисциплины. В условиях экономич. реформ в социалистич. странах повысилась роль Г. б. в управлении нар. х-вом. Происходит процесс концентрации в Г. б. ресурсов для краткосрочного и долгосрочного кредитования нар. х-ва, значительно расширяются объекты банковского кредитования, совершенствуются формы и методы кредитного обслуживания х-ва, повышается роль в организации расчётов между предприятиями, получают дальнейшее развитие экономич. методы воздействия Г. б. на нар. х-во в целях повышения эффективности общественного произ-ва.

И. Д. Мамонова.



ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БАНК АЛБАНИИ, единый эмиссионный, кредитный, расчётный и кассовый центр Албании. Осн. в 1945. Осуществляет эмиссию ден. знаков, регулирует ден. обращение, производит краткосрочное и долгосрочное кредитование всех отраслей нар. х-ва, финансирует капитальное стр-во. На него возложено кассовое исполнение гос. бюджета. Банк организует расчёты во всём нар. х-ве, проводит расчёты с иностр. гос-вами, а также операции с золотом и иностр. валютой. В 1957 был введён дифференцированный режим кредитования для хорошо и плохо работающих предприятий. Банк имеет на местах сеть филиалов.



ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БАНК ГДР, единый эмиссионный, кассовый, расчётный и кредитный центр страны, орган Сов. Мин. ГДР по проведению в жизнь общегос. кредитной политики. Создан в 1948 на базе Расчётно-эмиссионного банка. До 1 янв. 1968 наз. Немецкий эмиссионный банк. Банк имеет монопольное право выпуска ден. знаков, планирует ден. обращение страны, составляет годовые и перспективные кредитные планы, участвует в разработке платёжного баланса страны, представляет в Сов. Мин. предложения по совершенствованию ден. и кредитной системы. Банк ведёт счета др. ден. и кредитных гос. ин-тов, осуществляет кассовое исполнение гос. бюджета, а также ведёт счета нек-рых гос. органов и обществ. орг-ций. С 1968 банк не имеет непосредств. кредитных и расчётных отношений с предприятиями и хоз. органами. Экономич. связи с деловыми банками Гос. банк ГДР поддерживает на коммерч. договорной основе. В области междунар. расчётов банк уполномочен заключать соглашения с банками др. гос-в и вести расчёты с ними и междунар. банковскими орг-циями, осуществлять операции с ценными бумагами, валютой, золотом и др. драгоценными металлами. Банк не имеет филиалов на местах. Л. X. Суляева.

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БАНК ДРВ, единый эмиссионный, кассовый, кредитный и расчётный центр ДРВ. Создан в 1951. Осуществляет ден. эмиссию и регулирует ден. обращение, организует расчетно-кассовое обслуживание нар. х-ва и кассовое обслуживание бюджета; производит операции с иностр. валютой и драгоценными металлами. Банк проводит краткосрочное кредитование всех отраслей нар. х-ва и долгосрочное кредитование с.-х., снабженческо-сбытовой и др. видов кооперации. Более 85% долгосрочных вложений банк осуществляет через систему кредитных кооперативов. С 1961 введён принцип дифференцированного кредитования хорошо и плохо работающих предприятий; первоочерёдность выдачи средств на выплату заработной платы рабочим и служащим. Гл. контора банка расположена в Ханое; имеет филиалы в провинциях, крупных городах и уездах.

Л. X. Суляева.



ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БАНК ИНДИИ, крупнейший коммерч. банк Индии. Организован в 1955 на базе Имперского банка Индии, находившегося под контролем англ. капитала и национализированного путём выкупа акций. Банку были переданы также 10 гос. банков, принадлежавших пр-вам штатов. Оплаченный капитал банка (1969) составлял 56 млн. рупий, из них более 90% принадлежало Резервному банку Индии и Мин-ву финансов.

При создании банка осн. задачей ставилось оказание им кредитной помощи с. х-ву и пр