загляните на купон-скидку или справочники: окна kbe, окна veka, окна rehau, остекление балкона, остекление лоджии, изготовление окон, монтаж окон, остекление, производство окон, металлопластиковые окна, окна пвх, пластиковые окна, установка окон, стеклопакеты и евроокна.



ВСЁ О СТРОИТЕЛЬСТВЕ, ЖЕЛЕЗОБЕТОНЕ, БЕТОНЕ, АРХИТЕКТУРЕ И НЕ ТОЛЬКО...:
ОПРЕДЕЛЕНИЯ:

АСФАЛЬТИРОВАНИЕ, устройство асфальтобетонных покрытий на автомобильных дорогах, улицах, аэродромах и т. п. путём укладки и уплотнения асфальтобетонной смеси по предварительно подготовленному основанию. В зависимости от назначения покрытия асфальтобетонную смесь (асфальтобетон) укладывают в один или два слоя на основание из щебня, гравия (нежёсткое основание) или бетона (жёсткое основание). Нижний слой толщиной 4-5 см устраивают из крупно- или среднезерни-стой смеси с остаточной пористостью 5-10% ; верхний слой толщиной 3-4 см-из средне- или мелкозернистой смеси (остаточная пористость 3-5%). При тяжёлых нагрузках и интенсивном движении транспорта покрытия устраивают 3-4-слойными общей толщиной 12-15 см. АСФАЛЬТИРОВАНИЕ начинается с очистки основания от пыли и грязи механич. дорожными щётками и поливомоечными машинами, исправления неровностей основания, обработки его поверхности жидким битумом или битумной эмульсией. Асфальтобетонная смесь приготовляется в асфальтобетоно-смесителях на стационарных или полустационарных заводах (установках), доставляется на место автомобилями-самосвалами и загружается в приёмный бункер асфалътобетоноукладчика, к-рый укладывает, разравнивает и предварительно уплотняет смесь. Окончат. уплотнение осуществляется катками дорожными. .


КОММУНАЛЬНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО, отрасль строительства, занятая сооружением объектов, связанных с обслуживанием жителей городов, посёлков городского типа, районных сельских центров и населённых пунктов сельской местности. В числе этих объектов: системы водоснабжения и канализации с очистными сооружениями и сетями; сооружения городского электрического транспорта с путевым, энергетическим хозяйством, депо и ремонтными предприятиями; сети газоснабжения и теплоснабжения с распределительными пунктами, районными и квартальными котельными; электрические сети и устройства напряжением ниже 35 кв; гостиницы; городские гидротехнические сооружения; объекты внешнего благоустройства населённых мест, озеленения, дороги, мосты, путепроводы, ливнестоки; предприятия санитарной очистки, мусороперерабатывающие и др. Планомерное развитие КОММУНАЛЬНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА в СССР началось ещё в 1-й пятилетке и осуществлялось нарастающими темпами до начала Великой Отечеств, войны 1941-45. В годы 4-й пятилетки (1946-50) проводились работы по восстановлению объектов коммунального назначения, разрушенных во время нем.-фаш. оккупации. В последующие годы КОММУНАЛЬНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО велось высокими темпами в связи с бурным развитием промышленности, культуры, увеличением численности городов и посёлков городского типа .
ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО, теория и практика планировки и застройки городов (см. Город). ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО определяют социальный строй, уровень развития производственных сил, науки и культуры, природно-климатичие условия и национальные особенности страны. ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО охватывает сложный комплекс социально-экономических, строительно-технических, архитектурно-художественных, а также санитарно-гигиенических проблем. Общим для ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО досоциалистических формаций является большее или меньшее влияние на него частной собственности на землю и недвижимое имущество..
ЗЕЛЁНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО, составная часть современного градостроительства. Городские парки, сады, скверы, бульвары, загородные парки (лесопарки, лугопарки, гидропарки, исторические, этнографические, мемориальные), национальные парки, народные парки, тесно связанные с планировочной структурой города, являются необходимым элементом общегородского ландшафта. Они способствуют образованию благоприятной в санитарно-гигиеническом отношении среды, частично определяют функциональную организацию городских территорий, служат местами массового отдыха трудящихся и содействуют художественной выразительности архитектурых ансамблей. При разработке проектов садов и парков учитывают динамику роста деревьев, состояние и расцветку их крон в зависимости от времени года.

Главная страница
Поиск по сайту
Оглавление страниц

Объяснение слов: словарь, справочник, информация. Строительство, экономика, промышленность - все сферы жизни: от А до Г, от Г до П и от П до Я

р-вые фантастич. аллегории А. Вирца, стилизов. сцены старого флам. быта X. Лейса, пейзажи Т. Фурмуа) выродилась позднее в салонный академизм; но бельг. романтики отчасти подготовили и бурное развитие демократич. реализма во 2-й пол. 19 в. (сцены крест. и гор. быта Ш. де Гру, X. де Бракелера, Я. Стоб-бартса; пейзажи Л. Дюбуа, И. Буланже, В. Вогелса), представители к-poro объединились в 1868 в "Свободное об-во изящных иск-в". Скульптура и живопись крупнейшего реалиста К. Менье посвящены героике труда, тяжёлой жизни рабочих и крестьян. К кон. 19 в. Б. становится родиной стиля "модерн" в архитектуре (X. ван де Велде, В. Орта), для к-рого характерны свободная композиция обществ. зданий и особняков, отказ от ордерной системы, художеств. осмысление новых конструкций и материалов, инди-видуалистич. прихотливость изогнутых линий и плоскостей. Традиции реализма сочетались с импрессионистич. мимолётностью наблюдений у Э. Клауса, А. Эвене-пула, Т. ван Рейселберге, с гротескной фантастикой у Дж. Энсора и графика Ж. де Брёйкера, с мистич. символикой и пессимизмом у Э. Ларманса, Л. Фредерика, Ф. Ропса и особенно у мастеров латемской школы (В. де Саделер, Г. ван де Вустейне) во главе со скульптором Ж. Минне.

Э. Л а р м а н с. "Слепой". 1898. Королевский музей изящных искусств. Антверпен.

Поиски рационалистич. решений в архитектуре Б. начались после 1-й мировой войны (посёлки по проектам X. Хосте, Л. ван дер Свалмена, В. Буржуа; постройки Э. ван Авербеке, С. Ясински, Ж. Маутсхена). В 1920-30-х гг. влиятельным было неоклассич. направление. Принципы совр. архитектуры в Б. утвердились после 1945 (арх. X. ван Кёйк, Р. Брам, М. Бренфо, Л. Стейнен) в строительстве новых жилых р-нов, транспортных и пром. сооружений, обществ. и деловых зданий. В Брюсселе, Антверпене, Льеже созданы микрорайоны с обществ. центрами, многоэтажной или смешанной застройкой; к 1958 в Брюсселе были реконструированы автомобильные магистрали, построены туннели и виадуки.

В бельг. иск-ве 20 в. большое место заняли узкие формально-стилистич. искания (Г. де Смет, Я. Брюсселманс, А. Саверейс), сюрреализм (П. Дельво, Р. Магрит), абстрактное иск-во. Субъективное переосмысление нац. традиций выразилось в драматич. экспрессии картин К. Пермеке, в острой импульсивности живописи и скульптуры Р. Ваутерса, в интимной лирике примитивиста Э. Тейт-гата. Реалистич. объективность образов присуща портретам И. Опсомера и скульптуре Ш. Лепле. Принципы социального реализма воплотились в многостороннем творчестве Ф. Мазере ля -борца против империалистич. войн и порабощения человека, в полотнах К.Пей-зера, П. Полюса, Р. Сомвиля, посвящённых рабочим и гор. бедноте. В декоративном иск-ве 20 в. выделяются изделия в стиле "модерн", создававшиеся группой <Новое иск-во" (X. ван де Велде, В. Орта), керамич. скульптура (П. Кай), ковры на темы жизни и борьбы народа Б. (Р. Сомвиль, Э. Дюбренфо, Л. Дельтур).

Слева - Xендрик ван П е д е. Ратуша в Аудеварде. 1526-37. В центре - А р т ван Мулкен. Дворец князей-епископов (ныне Дворец юстиции) в Льеже. 1526 - 36. Двор. Справа - трансепт (1146 - 60) и башни (12 - 13 вв.) собора Нотр-Дам в Турне.

Традиц. сельские постройки Б. просты и почти лишены украшений. Для флам. провинций характерны дома, объединяющие под одной крышей вытянутые в один ряд жилые и хоз. помещения; всюду распространены "замкнутые дворы", окружённые по периметру массивными постройками - фахверковыми или кирпичными. Популярные виды нар. творчества - кружевоплетение, обработка железа и меди, резьба по дереву.

Лит.: Гершензон-Чегодаева Н. М., Фламандские живописцы, М., 1949; Бельгийское искусство конца XIX -XX веков от Менье до Пермеке. [Выставка]. Каталог, М., 1956; Фромантен Э., Старые мастера, [пер. с франц., М., 1966]; L'art en Belgique du moyen-age a nos jours, Brux., 1939; Encyclopedic de 1'architecture et des arts en Belgique, v. 1-3, Brux., [1958].

A.M. Кантор.

Илл. см. на вклейках - к стр. 184-185 И табл. XVI.

XV. Музыка

Музыка Б. складывалась на основе нац. муз. традиций народов, населяющих территорию совр. Б.- фламандцев (сев. часть страны), связанных с нидерл. культурными традициями, и валлонов (юж. часть), испытывающих воздействие франц. культуры. Эти различия нац. культур проявляются и в муз. фольклоре, и в проф. муз. иск-ве Б. Общую основу для развития бельг. музыки составляет т. н. франко-фламандская нидерландская школа 15-16 вв., полифонич. иск-во к-рой, сформировавшееся в эпоху Возрождения на базе нар.-песенного творчества, стало важнейшим по влиянию на композиторские школы Зап. Европы. Её крупнейшие представители - Я. Обрехт, А. Вилларт, Жоскен Депре и Орландо Лассо, происходившие из бельг. провинций,- создали высочайшие образцы культовых и светских хоровых многоголосных произв. Впоследствии их традициям следовали церк.-певческие школы. С 17 в. музыка Б. утратила своё ведущее значение в европ. муз. культуре, мн. крупные композиторы бельг. происхождения работали во Франции (А. Э. М. Гретри и Ф. Ж. Госсек - в 18 в., С. Франк -в 19 в.). В дальнейшем музыка Б. была гл. обр. подражательной: бельг. композиторы во всех жанрах тяготели к франц., итал. и нем. образцам. В нач. 18 в. в театре "Де ла Монне" (осн. в 1700 в Брюсселе) ставились оперы и оперы-балеты Ж. Б. Люлли, А. Детуша, А. Кампра и др. франц. композиторов; в кон. 18 в.-оперы А. Э. М. Гретри, Ф. Ж. Госсека, П. А. Монсиньи, Ф. А. Филидора и др. В 1759 поставлена первая опера-комедия "Маскарад-пастораль" белы, композитора П. ван Малдере. Однако музыка Б. продолжала оставаться эклектичной. Её нац. своеобразие определилось после образования независимого гос-ва Б. (1830).

В 19 в. из флам. ветви сформировалась антверпенская школа, опиравшаяся на флам. фольклор и нем. композиторскую школу. Её возглавляли П. Бенуа, автор опер, кантат и симфоний, стремившийся бороться за нац. самостоятельность музыки Б., его ученик Я. Блоке, известный муз.-драматич. произведениями, Л. Дюбуа, подражавший Р. Вагнеру, П. Жильсон и Э. Тинель. Второе, валлонское, направление ориентировалось на франц. муз. культуру, гл. обр. оперу, и творчество С. Франка. Видные представители этого направления - О. Дюпон, Л. Г. Юберти, Г. Лекё, В. Врёльс и Ж. Йонген. Среди произв., созданных в жанре ораторий и кантат, имеющих давние традиции, выделяются соч. П. Бенуа и Э. Тинеля. Стимулом для развития этого жанра, а также различных жанров культовой музыки, было хоровое иск-во, популярное в Б. с давних времён (многочисл. хоровые об-ва, соревнования хоров). На рубеже 19-20 вв. сложилась нац. вокальная школа; выделяются певцы Э. Дейк, Э. Блауварт, позднее - певица В. Бови. В симфонической музыке сказываются сильные влияния К. М. Вебера, Ф. Листа, в оперной - Р. Вагнера. В 1890-1900-х гг. в творчестве нек-рых бельг. композиторов проявляется влияние рус. композиторов "Могучей кучки" ("Море" и симфонич. вариации П. Жильсона, симфония О. Бёка).

К. Менье. "Грузчик". Бронза. Около 1905. Музей Менье. Брюссель.

Ж. Минне. "Мальчик, несущий реликвии". Мрамор. 1897. Королевский музей изящных искусств. Антверпен.

Р. В а у т е р с. "Домашние заботы". Бронза. 1913. Королевский музей изящных искусств. Антверпен.

Ф. Мазерель. "Расстрел" (из цикла "Крестный путь человека"). Гравюра на дереве. 1918.

Наибольшее развитие в музыке Б. получил инструм. концерт, особенно виртуозный скрипичный, что связано с формированием бельг. школы скрипичной игры, имевшей мировое значение и выдвинувшей крупнейших артистов, в т. ч.: Ш. Берио, А. Вьётан, Э. Изаи, Ю.Леонар, П. Марсик, С. Томсон. Нек-рые из них известны и как авторы виртуозных скрипичных соч. (Ш. Берио, А. Вьётан); выдающихся виртуозов выдвинула и бельг. виолончельная школа, среди них: Ф. Серве, А. Батта, Ф. Демунк.

В 20 в. в музыке Б. получили отражение импрессионизм и различные авангардистские течения (атональная, серийная музыка и др.).

Крупными музыковедами 19в. являются Ф. Ж. Фетис и Ф. О. Геварт (писал также комич. и история, оперы), исследователи флам. нар. песни Ф. ван Дёйсе и А. Фриденталь, ср.-век. музыки -М. Кюфферат. Среди музыковедов 20 в. выделяются Ш. ван ден Боррен, председатель Белы. об-ва музыкознания, Ж. О. Стельфельд и др.

Деятели совр. белы. муз. иск-ва: композиторы - Ж. Абсиль, Р. Дефоссе, Ф. Кипе, А. Сури, М. Пот и др.; дирижёры - Ф. Андре, Д. Дефо; скрипачи -А. Грюмьо, К. ван Несте.

Бельг. музыканты получают образование в консерваториях в Брюсселе, Льеже, Генте, Антверпене и Монсе (ин-т музыкознания), а также в гор. муз. академиях в Турне, Шарлеруа и др. и ин-те церк. музыки в Мехелене (Малин). Крупнейший муз. центр - Брюссель, в к-ро.м, кроме театра "Де ла Монне", существуют концертные об-ва, симф. оркестры, один раз в 3 года проводятся междунар. конкурсы пианистов и скрипачей им. королевы Елизаветы, получившие мировую известность; в Льеже - конкурсы квартетного исполнительства, камерной музыки и смычковых инструментов. Оперные театры существуют также в Антверпене (осн. в 1893) и Генте (осн. в 1900).

Лит.: Leirens Ch., La musique beige, 2 ed., Brux., 1954; Wangermee R. La musique beige contemporaine, Brux., 1959,

XVI. Балет

В 14 в. города Фландрии и Брабанта славились своими празднествами, где трубадуры, труверы, фигляры, жонглёры, мимы давали представления, к-рые нередко сопровождались танцами. Дальнейшее развитие танец получил в различных празднествах аристократии: маскарадах, интермедиях, пантомимах, турнирах, "междуяствиях". Постепенно дворцовые представления приняли характер оперно-балетных постановок. В 1705 в театре "Де ла Монне" была сформирована первая балетная труппа. Здесь ставились спектакли, большей частью заимствованные из французского театра: оперы-балеты Ж. Б. Люлли, А. Детуша и др. В 18 в. в репертуар включались новые балеты, в т. ч. на музыку белы, композиторов. В 1770-х гг. многие балеты поставил балетм. Сен-Леже, в нач. 19 в.- балетм. Удар и Хюс. В 1819-31 балетм. Ж. Петипа, наряду с балетами комп. Ф. Герольда и Ж. Шнейцхоффера, поставил 15 спектаклей на музыку бельг. композиторов. В 1830-90 в Брюсселе осуществляли постановки балетмейстеры: Бартоломеи, Аньель, Деплас, Хюс, Л. Петипа, Ф. Хансен, Пуаньи, Лаффон и Дж. Саракко. Выступали известные европ. танцовщицы - М. Тальони, Ф. Эльслер и др. Одновременно с балетами, перенесёнными со сцены парижского театра ("Коппелия", 1871, "Сильвия", 1888, Л. Делиба), ставились балеты композиторов, живущих в Б.: Р. Бернье, Фьеве, Мири, Туре в 50-60-х гг., Лаге и К. Хансенса-младшего в 70-х гг. В 60-90-х гг. 19 в. особым успехом пользовались балеты композитора О. Стумо-на ("Фарфалла", 1894, и др.). В кон. 19 в. в репертуаре театра были балеты Э. Матьё и одного из виднейших бельг. композиторов Я. Блокса ("Миленка", 1888), а также Ф. Флона ("Незабудка", 1886) и Л. Дюбуа ("Смилис", 1891). В нач. 20 в. в Брюсселе работали балетм. Саракко, Ф. Амброзини. Нек-рое время ведущей танцовщицей была К. Брианца. Были поставлены балеты В. д'Энди ("Истар", 1913), а также Г. Ловеринса ("Когда убежали кошки", 1908, "Хопьес").

К сер. 20 в. все оперные театры Б. имели балетные труппы. В Брюсселе работал балетм. М. Эчевери, в Антверпене - Ж. Брабан, в Льеже -Ж. Лаззини. Но до кон. 50-х гг. даже в Брюсселе балет не пользовался большой популярностью. Интерес к этому виду иск-ва возродился после Междунар. выставки в Брюсселе (1958), где выступали мн. иностр. танцевальные коллективы.

С 1960 в театре "Де ла Монне" выступает труппа "Балет XX века", сформированная франц. балетм. М. Бежаром (работает по контракту). В числе постановок, осуществлённых Бежаром: вечер балетов на музыку И. Ф. Стравинского (I960), синтетич. спектакль "Четыре сына Эмопа" (на сюжет бельг. легенды; совм. с балетм. Ж. Шарра, 1960), балет-оратория "В поисках Дон Жуана" (1962), "Ода к радости" на музыку 9-й симфонии Бетховена (1964), "Ромео и Джульетта" на музыку Г. Берлиоза (1966), "Бахти" на инд. музыку (1968). Е. Я. Суриц.

XVII. Драматический театр.

Театр, культура Б. развивалась на франц. и на флам. языках. Истоки театр, иск-ва страны - в ре лиг. обрядах средневековья, содержавших элементы театр, действия. В 13-15 вв. ставились литургич. драмы (на лат. яз.), моралите и мистерии (на франц. и флам. яз.). В нач. 15 в. театр, жизнь активизировалась в связи с появлением в Генте, Антверпене, Брюсселе и др. городах т. н. кaмер риторов - объединений цехового типа, члены к-рых исполняли сочинённые ими стихи и пьесы (к нач. 18 в. большинство камер риторов перестало существовать). В 16 в., в эпоху Возрождения, среди известных авторов драматич. произв. на франц. яз.- Л. де Мазюр, Ж. де Вивр, на флам. яз.- М. Кастелейн, К. Эверерт. Развитие театр, иск-ва в 16-17 вв. тормозилось религ. преследованиями и войнами. Для драматургии 17 в. характерна религ. тематика. Наиболее известные драматурги, писавшие на франц. яз.,-Д. Коппе, Б. А. де Валеф, П. Белло, Ж. Б. Лагранж, на флам. яз.-М. де Сван, В. Ожье. В 1650 в Брюсселе было построено деревянное театр. здание, но выступали в нём иностр. труппы. Открытый в 1700 в Брюсселе театр "Де ла Монне" имел наряду с оперной драматич. труппу, ставившую преим. произв. франц. драматургов (гл. обр. Ж. Расина, Кребийона, Ж. Ф. Реньяра). В 1782 в Брюсселе построено театр. здание, позднее названное "Дю Парк". Вначале здесь выступали цирковые труппы, ставились пантомимы (с 1870 - драматич. спектакли). На творчество бельг. драматургов 18 в. большое влияние оказывала франц. драматургия 17 - нач. 18 вв., преим. эпигонов франц. классицизма. Драма "Сабин, или Бельгийцы" Неэля (1782) - первая попытка создать пьесу на сюжет из жизни Б.

Накануне Бельг. революции 1830, в период подъёма нац. самосознания, писал трагедии Э. Смите, образцом для к-рого были классицистские пьесы эпохи Вел. франц. революции. После образования независимого бельг. гос-ва (1830) и до кон. 19 в. в драматургии получил распространение романтизм (пьесы на франц. яз. П. Нуайе, Ф. Богартса, Э. Ваккена и др.). Началось активное развитие драматургии на флам. яз. Открылись театры в Генте (1847), "Национальный театр" в Антверпене (1853), "Национальная сцена" (1883), "Фламандский театр" (1864, с 1895-"Королевский фламандский театр") в Брюсселе и др., где ставились пьесы Ф. Гиттенса, А. Хендрикса, П. Ф. ван Корковена и др.

С кон. 19 - в нач. 20 вв. большое влияние на развитие бельгийского театра оказало творчество драматургов-символистов М. Метерлинка, Ш. ван Лерберга, Ж. Роденбаха, М. Дютерм, произв. к-рых ставил театр "Дома искусств" (осн. в 1895; в 1897-99 наз. "Новый театр") в Брюсселе. С обществ. подъёмом 90-х гг. 19 в., с ростом рабочего движения в Б. связано появление социальной драмы Э. Верхарна "Зори", поставленной лит.-художеств. секцией при "Народном доме" в Брюсселе в 1898.

Кризис театр. культуры в Европе нач. 20 в. сказался на деятельности бельг. театров, испытавших модернистские влияния. В начале и в 20-30-е гг. 20 в. крупнейшие представители бельг. драматургии на франц. яз.- Г. ван Зип, Ш. Спа-ак, М. де Гельдерод, Ф. Кроммелинк, А. Сумань, на флам. яз.- X. Тейрлинк, Г. Мартене. Репертуар театров 20 -30-х гг. характеризовался эклектизмом.

В годы нем.-фаш. оккупации (1940-1944), несмотря на преследования оккупантов, открылся передвижной "Театр Сопротивления", где была поставлена патриотическая по направленности пьеса "Четыре сына Эмона" X. Клоссона.

Наряду со старейшими театрами -"Дю Парк", "Де Галери" в Брюсселе, "Королевский национальный театр", "Нидерландский камерный театр" в Антверпене и др., работают театры "Ле Ридо" (осн. в 1942-43), "Де ла Бурс" (осн. в 1948) в Брюсселе, гос. труппа в Генте. Ставятся пьесы X. Хенсена, X. Клауса, П. Виллемса, Ж. П. Сартра, Б. Брехта, А. Миллера, П. Вайса, Э. Олби и др.

Театр. деятелей готовят Королев, консерватория в Брюсселе, школа драматич. иск-ва Королев, флам. консерватории и др.

Лum.: Raber F., Histoire du theatre francais en Belgique .... v. 1 - 5, P.- Brux., 1878 - 1880; Liebrecht H., Le theatre francais a Bruxelles au XVII et au XVIII sie-cle, P., 1923; Lilar S., Soixante ans de theatre beige, Brux., 1952. А. А. Ремезов.

XVIII. Кино

В 1908 в Харревелде была создана первая киностудия и началось отечеств. про-из-во фильмов, прерванное 1-й мировой войной 1914-18. В 1919 организована "Бельгийская кинокомпания", в 1922 -киностудия " Бельгийский фильм" в Маш-лене (близ Брюсселя) и др. В 20-е гг. выпущено ок. 20 игровых фильмов, нек-рые из них поставлены иностр. режиссёрами. С кон. 20-х гг. нек-рые бельг. деятели кино под влиянием достижений англ., нем., сов. киноискусства занимались поисками новых средств выразительности, снимали экспериментальные фильмы. Режиссёры Ш. Декёкелер, А. Сторк, А. Ковен, позднее П. Хасартс выпускали этнографич., видовые, искусствоведческие фильмы и добились значит. успехов в этой области. Среди бельг. игровых фильмов: "Банкет контрабандистов" (1952, реж. А. Сторк), "Чайки умирают в гавани" (1955, реж. Р. Кёйперс, И. Михилс, Р. Верхаверт), "Уже опадает хилый цветок" (1960, реж. П. Мейер), "Поезд отходит каждый час" (1962, реж. А. Каване), "Человек с бритой головой" (1966, реж. А. Дельво), "Прощание" (1966, реж. Р. Верхаверт), "Долгое объяснение" (1968, реж. Э. Дежелен). В Брюсселе работает Белы, синематека, издаются журналы "Синеграфи Бельж", "Рейш'с".

БЕЛЬГРАНО (Belgrano) Мануэль (3. 6.1770, Буэнос-Айрес, -20.6.1820, там же), один из руководителей освободит. борьбы народов Ла-Платы против исп. господства, генерал. Род. в богатой купеческой семье. Окончил Саламанкский ун-т (1793) в Испании. С 1794 в течение ряда лет - секретарь торг. палаты в Буэнос-Айресе. В нач. 19 в. был одним из основателей первых газет по вопросам экономики и с. х-ва. Участвовал в обороне Буэнос-Айреса во время англ. вторжения в Ла-Плату в 1806-07. С первых дней борьбы за независимость Ла-Платы от Испании возглавил это движение. В февр. 1812 был назначен командующим Сев. армией патриотов. Одержал крупные победы над исп. войсками в битвах под Тукуманом (24 сент. 1812) и под Сальтой (февр. 1813). В кон. 1813 потерпел поражение от исп. армии, был отстранён с поста командующего. В 1814 послан с дипломатии, миссией в Европу. После возвращения в Буэнос-Айрес (1815) вновь занимал крупные военные посты.

Лит.: Mitre В., Historia de Belgrano у de la independencia Argentina, B. Aires, 1950. А. И. Штрихов.

БЕЛЬДЮГА (Zoarces viviparus), рыба сем. бельдюговых. Дл. тела обычно до 30 см, иногда до 60 см. Спинной плавник длинный, в задней его части имеются короткие шиповидные лучи. Встречается у берегов Европы от Ла-Манша до Балтийского, Баренцева и Белого м. Может переносить значит. опреснение воды. Питается мелкими моллюсками, ракообразными, икрой и мальками др. рыб.

П. П. Рубенс. "Персей и Андромеда". Около 1620-21. Эрмитаж. Ленинград. К ст. Бельгия.

К ст. Бельгия. 1. В. Xесиус. Церковь Синт-Михилскерк в Лёвене. 1650-66. 2. П.П.Рубен с. Арка и павильон во дворе собственного дома в Антверпене. Ок. 1611-18. 3. Г. де Брёйн и др. Гильдейские дома на пл. Гранд-плас в Брюсселе. 1696-1720. 4. Я. П. Баурсхейдт. Королевский дворец в Антверпене. 1743-45. 5. Ж. Пуларт. Колонна Конгресса в Брюсселе. 1850-59. (Лестница-арх. Я. П. Клёйсенар.) 6. В. Орта. Народный дом в Брюсселе. 1896-99. Зал. 7. X. ван де Велде. Библиотека университета в Генте. 1935-40. 8. В. Буржуа. Посёлок Сите-Модерн в Синт-Агата-Берхеме, под Брюсселем. 1922-27. 9. Ш. Карлье, И. Лост, Ж. Мозен. Жилой комплекс Плен-де-манёвр в Льеже. 1956.

Живородяща. Самка обычно рождает 30-70 мальков, иногда до 400. Живёт до 12 лет. В Балтийском м. имеет нек-рое промысловое значение. В Охотском и Японском м. встречается близкий вид -Zoarcesr elongatus.

БЕЛЬЁ. Нательное Б. - часть одежды, соприкасающаяся с телом. Покрывая до 80% кожной поверхности, Б. оказывает влияние на температуру и влажность кожи и прилегающего к ней слоя воздуха. Чтобы бельевые ткани не препятствовали нормальной функции кожи, они должны быть гигроскопичными, воздухопроницаемыми и влагоёмкими, не затруднять выделение и испарение пота и газообразных веществ, не прилипать к влажной коже. Они должны быть мягкими, лёгкими и эластичными, не раздражающими кожу. Эти свойства тканей должны сохраняться в процессе носки Б., а также при увлажнении, намо-кании и после его стирки. Наилучшими для изготовления Б. являются хлопчатобумажные ткани и трикотаж; они быстро впитывают и отдают влагу, выдерживают многократную стирку, не теряя своих свойств. Хорошими гигиенич. свойствами обладает Б. из тонкого льняного полотна, особенно в жаркое время года вследствие хорошей влагоёмкости и испаряемости, а также холодящего эффекта. Натуральные шёлковые ткани мало отличаются по своим свойствам от хлопчатобумажных, но Б. из них менее прочно. Б. из искусственного шёлка (ацетат, вискоза) приближается по своим свойствам к хлопчатобумажному, однако оно хуже испаряет влагу, холодит и прилипает к влажной коже. Кроме того, Б. из ацетатных волокон имеет электростатический заряд, что может вызывать неприятные ощущения. Трикотажное Б. из синтетич. волокна -хлорина - обладает хорошей теплозащит -ностью; пропуская влагу, оно остаётся сухим. Хлориновое Б. рекомендуют носить особенно в холодное время года. Это Б. получило назв. "лечебного", т. к. способствует уменьшению болей при заболеваниях суставов, мышц и периферич. нервов, что связывают с электростатич. зарядом, свойственным тканям из поливинилхло-ридных волокон. Шерстяное Б. плохо впитывает влагу и медленно высыхает, может раздражать кожу. Его рекомендуют носить в холодное время года вторым слоем Б. При загрязнении Б. выделениями кожи и пылью из воздуха его гигиенич. свойства ухудшаются: после недельной носки воздухопроницаемость Б. уменьшается на 15-20% , масса возрастает на 5-10% , количество минеральных веществ увеличивается в 4-5 раз. В процессе носки Б. подвергается бактериальному (а при наличии паразитов - и паразитарному) обсеменению.

К постельному Б. (простыни, наволочки, пододеяльники), к полотенцам и носовым платкам предъявляют те же гигиенич. требования, что и к нательному Б. Для столового Б. (скатерти, салфетки) используют хл.-бум., льняные, шёлковые, искусств, ткани.

Лит.: Бартон А., Эдхолм О., Человек в условиях холода, пер. с англ., М., 1957; Марко ва З. С., Саутин А. И., Рапопорт К. А., Гигиена одежды и обуви, М., 1967. Г. И. Сидоренко.

БЕЛЬЖИКА ГОРЫ (Belgica), горный хребет в вост. части Земли Королевы Мод (Вост. Антарктида), в 300 км от берега моря Рисер-Ларсена. Тянется с С. на Ю. на 40 км в виде отдельных вершин, возвышающихся над поверхностью ледникового щита на 100-300 м. Абс. вые. превышает 2000 м (г. Виктор -2588 м). Сложены гнейсами и кристаллич. сланцами. Открыты в 1958 бельг. антарк-тич. экспедицией и названы именем экспедиционного корабля бельг. антарктич. экспедиции 1897-99, возглавлявшейся А. Жерлашем.

БЕЛЬКАМПО (Belcampo) [псевд.; наст. имя и фам. Герман П. Шёнфельд Вихерс (Wieners)] (p. 21.7.1902, Нарден), нидерландский писатель. Врач по образованию. Первая кн. "Рассказы" (1935) содержит юмористич. новеллы из студенч. жизни. Автобиографич. характер носят "Скитания Белькампо" (1938). "Новые рассказы" (1946) проникнуты иронич. отношением к действительности. В 60-е гг. творчество Б. обогащается филос. и научно-фантастич. тематикой: "Прыжки в прибое" (1950) и "Дурман любви" (1953), сб-ки новелл "Фантазии Белькампо" (1958) и "Между небом и землей" (1959). Несовершенство окружающего мира -центр. тема сб. новелл "Под покровом тайны" (1964).

Лит.: Knuvelder G., Handboek tot de moderne Nederlandse letterkunde, 's-Herto-genbosch, 1954; Dinaux C. J. E., Gegist Bestek, [deel 1], 's-Gravenhage, 1958.

С. А. Миронов.

БЕЛЬКАНТО (итал. bel canto, букв.-прекрасное пение), стиль вокального исполнения, сложившийся в Италии к сер. 17 в. и составляющий основу итал. вокальной школы. Для Б. характерны красота и пластичность вокализации, предельная лёгкость, гибкость и свобода пения, плавность переходов от звука к звуку (см. Легато), изящество и виртуозный блеск исполнения. Эти специфич. черты, присущие итал. вокальной школе на всех этапах её развития, связаны со звуковым колоритом и особенностями структуры итал. языка, а также с народно-песенными традициями. Сохраняя свою художественно-эстетическую основу, Б. обогащалось новыми исполнительскими приёмами. Осн. этапами развития Б. являются: зарождение итал. оперы, творчество К. Монтеверди, расцвет "неаполитанской школы" (А. Скарлатти), период творч. деятельности В. Беллини и Г. Доницетти (т. н. классич. Б.), творчество Дж. Верди, веристская школа.

Б. оказало влияние на др. нац. вокальные школы. Иногда под Б. понимают итал. вокальную культуру в целом, певучесть любого вокального исполнения.

В. В. Тимохин.

БЕЛЬКОВСКИЙ ОСТРОВ, в архипелаге Новосибирских о-вов в м. Лаптевых. Входит в состав Якут. АССР. Пл. ок. 500 км2. Поверхность равнинная. Выс. до 120 м. Берега выровненные, местами скалистые. На скалах - крупные птичьи базары, на одной из кос моржовое лежбище. Открыт промышленником Бельковым в 1808.

БЕЛЬМАМ (Bellman) Карл Микаэль (4.2.1740, Стокгольм, - 11.2.1795, там же), шведский поэт. Учился в Упсальском ун-те. Песни Б. вошли в сб-ки: "Послания фредмана" (1790) и "Песни Фредмана" (1791). Демократические по звучанию, песни Б. рисуют картинки жизни стокгольмских улиц. Жизнерадостный юмор нередко сочетается в них с трагич. интонацией. Б. создавал мелодии к своим песням и сам их с успехом исполнял, за что был прозван "шведским Анакреонтом".

Соч.: Dikter, Stockh., 1916; Skrifter, bd 1 - 11, Stockh., 1921-64... (издание не закончено).

Лит.: S у 1 w a n О., Bellman och Fredmans epistlar, Lund, 1943; Blanck А., С. М. Bellman, Stockh., [1948]; Austin P. В., The life and songs of C. M. Bellman. Malmo, [1967]. А. А. Мацевич.

БЕЛЬМО, помутнение роговой оболочки глаза; то же, что лейкома.

БЕЛЬНИКОВ Николай Фёдорович [р. 4(16). 11.1890, Мстёра Владимирской губ.], советский литературовед, чл.-корр. АН СССР (1953), засл. деятель науки РСФСР (1947). Чл. КПСС с 1948. Начал печататься в 1910. Осн. работы посвящены изучению рус. лит-ры и обществ. мысли 19 в. (Ф. М. Достоевский, народничество, революц. демократы, Г. В. Плеханов и др.), проблемам литературоведч. труда. Участвовал в редактировании академия, изданий соч. М. Ю. Лермонтова, В. Г. Белинского, Н. В. Гоголя, А. И. Полежаева, Г. И. Успенского, Г. В. Плеханова. А. В. Луначарского и др. Пр. им. Белинского АН СССР (1951). Награждён орденом Ленина и медалями.

Соч.: Теория археографии, М., 1929; Народничество в литературе и критике, М., 1934; Тарас Шевченко, 2 изд., М., 1961; Н. Г. Чернышевский, М., 1946; Г. В. Плеханов - литературный критик, М., 1958; Пути и навыки литературоведческого труда, М., 1965.

Лит.: Шепелев З. С., Н. Ф. Бельчиков (к 70-летию со дня рождения), "Изв. АН СССР. Отделение литературы и языка", 1961, т. 20, в. 4; Кузьмин А. И., 75-летие Н. Ф. Бельчикова, там же, 1965, т. 24, в. 5; Н. Ф. Бельчиков. Библиография составлена Р. И. Кузьменко, М., 1965.

БЕЛЬО (Bello) Андрее (29.11.1781, Каракас,-15.10.1865, Сантьяго, Чили), венесуэльский писатель, филолог и гос. деятель. В 1810-29 в Лондоне представлял лат.-амер. республики, с 1829 жил в Чили; был первым ректором университета в Сантьяго (1842), в 1855 участвовал в составлении чилийского "Гражданского кодекса". Автор "Грамматики кастильского языка" (1832). Переводил Вергилия и Горация. В 1823 опубликовал поэму "Обращение к поэзии", в 1826 "Оду в честь земледелия в тропиках", стихи и переводы из европ. романтиков. Просветитель по филос. взглядам, классицист по стилю, Б. своим интересом к нац. колориту и фольклору предвосхитил романтизм в лат.-амер. литературе.

Соч.: Obras completas, Caracas, 1951 (изд. рассчитано на 20 тт.); в рус. пер. -Сельскому хозяйству в тропической зоне, в кн.: Солдаты свободы, М., 1963.

Лит.: Caldera R., Andres Bello, su vida, su obra у su pensamiento, B. Aires, 1946; A. Bello. 1865-1965, Santjago, 1966 (библ. с. 325-26). В. С. Столбов.

БЕЛЬСКИЕ, княжеский и боярский род в России 15-16 вв. Происходил из рода вел. кн. литовского Гедимина. В 1482 Фёдор Иванович Б. (умер около 1505-06), а в 1500 его брат Семён Иванович Б. (ум. после 1507) "отъехали" в Россию, где первый получил удел сначала в зап. р-нах, а затем (после опалы 1493 и прощения 1497) в Поволжье. Этими уделами Б. владели до 1571. В 1498 Иван III выдал свою племянницу рязанскую княжну Анну Васильевну за Фёдора Ивановича Б. Сыновья от этого брака играли значит, роль в гос. и политич. жизни России 16 в.: Дмитрий Фёдорович Б. (впервые упомянут в 1521; ум. 13.1.1551), боярин с 1530, назначен Василием III регентом при Иване IV, в 30-40-х гг. 16 в. видный военачальник. Иван Фёдорович Б. (впервые упомянут в 1522; убит в мае 1542 на Белоозере), боярин с 1534 (с 1534 до лета 1538 - в опале), с лета 1540 возглавлял правительство Б., был "первосоветником" Ивана IV. Свергнут в янв. 1542 в результате заговора группировки кн. Шуйских. С е-мён Фёдорович Б. (впервые упомянут в 1522), летом 1534 бежал в Литву, впоследствии участвовал в войнах против России (1535, 1541). Иван Дмитриевич Б. (впервые упомянут в 1555; ум. 24.5.1571), сын Дмитрия Фёдоровича, гос. и воен. деятель. Боярин с 1560, в 1562 подвергся кратковрем. опале, с 1565 возглавил Боярскую думу в Земщине, участник Земского собора 1566. Погиб со всей семьёй при набеге крымских татар на Москву. С этого времени род Б. пресёкся. В разное время Б. занимали выдающееся положение среди рус. аристократии и посредством браков породнились с правящей династией.

Лит.: Веселовский С. Б.. Последние уделы северо-восточной Руси, в сб.: Исторические записки, т. 22, М., 1947; Зимин А. А., Реформы Ивана Грозного, М., 1960. В. Д. Назаров.

БЕЛЬСКИЕ, русские живописцы 18 в. из семьи мастера Оружейной палаты Ивана Лазаревича Б. Его сыновья Иван Иванович [6(17).1.1719-13(24). 1 1799, Петербург] и Алексей И в а-н'ович [1730-21.5(1.6).1796, Петербург] с сер. 1740-х гг. были зачислены в "Канцелярию от строений", где учились у Дж. Бона, И. Я. Вишнякова и др., писали образа для собора Александро-Невской лавры (Иван Иванович Б.; он же руководил мозаичной мастерской, осн. М. В. Ломоносовым), Андреевского собора в Киеве (Алексей Иванович Б.) и дворцовых церквей, а также театр. декорации, плафоны и панно для императорских дворцов. Алексей Иванович Б. пользовался славой лучшего (наряду с Дж. Валерианы) мастера декоративной живописи. Произв. Ивана Ивановича ("Архиерей во время служения литургии", 1770, "Голова апостола Петра", 1783,-оба в Третьяков, гал.) и Алексея Ивановича ("Десюдепорт с попугаем", 1754, Рус. музей, Ленинград; "Архитектурный вид", 1789, Третьяков, гал.) исполнены в широкой живописной манере, часто включают пейзажные и жанровые мотивы. Сын Ивана Ивановича Б.- Михаил Иванович [1753-29.5(9.6).1794, Петербург] - учился в петерб. АХ (1764-73) у А. П. Ло-сенко и Д. Г. Левицкого, затем в Англии и у Ж. Б. Грёза в Париже. Известны его портреты учителя с учениками (1773, Музей-усадьба "Абрамцево") и композитора Д. С. Бортнянского (1788, Третьяков, гал.).

Лит.: История русского искусства, т. 5, М., 1960, с. 339 - 352.

БЕЛЬСКИЙ Богдан Яковлевич (ум. 1611), Русский гос. деятель 2-й пол. 16 - нач. 7 вв., боярин. Начал деятельность при дворе Ивана IV в опричнине, участвовал в ряде походов и сражений Ливонской войны 1558-83; оружничий (хранитель царского оружия), в последние годы жизни Ивана IV - его фаворит. После смерти царя в 1584 Б. пытался возвести на престол царевича Дмитрия Ивановича и восстановить опричные порядки. Потерпел неудачу, был сослан воеводой в Ниж. Новгород. В 1598 тщетно пытался выступить претендентом на престол. В 1600 построил на юж. границах г. Царёв-Борисов. Обвинённый в заговоре против Бориса Годунова, Б. был посажен в тюрьму, затем сослан. Активный участник авантюры Лжедмитрия I, получил от него чин боярина (1605); после его свержения отправлен воеводой в Казань, где был убит.

БЕЛЬСКИЙ (Bielski) Марцин (около 1495-1575), польский историк и сатирик. Автор известной в Польше и России в 16 в. "Хроники всего мира" (1551) (рус. пер. ок. 1564 в рукописи). Б. принадлежат также "Жизнеописания философов" (1535).

БЕЛЬСКО-БЯЛА (Bielsko-Biata), город на Ю. Польши, в Катовицком воеводстве, на р. Бяла (приток Вислы), в предгорьях Карпат. 87 тыс. жит. (1968). Ж.-д. узел. Центр старейшего в стране текст. р-на (преим. шерстяная и льняная пром-сть). Осн. отрасли-электротехнич. пром-сть, текст. машиностроение, произ-во автомобильных мотороз и подъёмных кранов. Б. образован в 1950 из двух городов Бельско (осн. в 14 в.) и Бяла.

БЕЛЬСКОЕ ГОРОДИЩЕ, крупнейшее скифское укреплённое поселение (6 в. до н. э.-1 в. н. э.) у совр. с. Бельск Котелевского р-на Полтавской обл. УССР. Исследовалось В. А. Городцовым в 1906. Состоит из 2 укреплённых поселений: зап. (пл. 90 га, окружено валом дл. 3,5 км) и вост. (пл. 82 га, вал дл. ок. 4 км) и площади между ними, обнесённой оградой (дл. ок. 30 км). Открыты остатки жилищ-полуземлянок и огромные загоны для скота. Были развиты медно-литейное и кузнечное произ-ва.

Лит.: Городцов В. А., Дневник археологических исследований в Зеньковском уезде Полтавской губернии в 1906, в кн.: Тр. XIV археологического съезда, т. 3, М., 1911; Г раков Б. М., Скiфи, К., 1947.

БЕЛЬСК (Belzu) Мануэль Исидоро (4.4.1808, Ла-Пас,- март 1865, там же), боливийский воен. и гос. деятель. 13-ти лет вступил добровольцем в войска, сражавшиеся против Испании во время войны за независимость исп. колоний в Америке. В 1848 пришёл к власти в результате воен. переворота. В 1850-55 президент Боливии. Выработал конституцию, запретившую рабство (принята в сент. 1850), выступал против господства феод, аристократии. Пользовался большой популярностью в народе. Реакция неоднократно устраивала против Б. заговоры и мятежи. В 1864 возглавил восстание против диктатора Мельгарехо; погиб в уличном бою. А. Б. Беленький.

БЕЛЬТ БОЛЬШОЙ (датск. Store Baelt), центральный из проливов, соединяющих Балтийское м. с прол. Каттегат, между о-вами Лолланн и Зеландия на В. и Лангеланн и Фюн на 3. Дл. ок. 120 км, наименьшая шир. 11 км, глуб. до 58 м. В суровые зимы замерзает. Ж.-д. паромы из Нюборга (о. Фюн) в Корсёр (о. Зеландия). О правовом положении Б. Б. см. Балтийские проливы.

БЕЛЬТ МАЛЫЙ (датск. Lille Baelt), западный из проливов, соединяющих Балтийское м. с прол. Каттегат, между о-вами Фюн и Эре на В., Альс и Ютландским п-овом на 3. Дл.ок. 130 км, наименьшая шир. 0,6 км, глуб. в юж. части 25-35 м, в сев. 10-15 м. В суровые зимы замерзает. Через Б. М. проложен ж.-д. мост, по к-рому проходит междунар. магистраль Гамбург - Копенгаген -Стокгольм. О правовом положении Б. М. см. Балтийские проливы.

БЕЛЬТИНГ (от англ. belting - приводной ремень), тяжёлая, очень плотная и прочная технич. ткань, изготовляемая в виде приводных ремней. Применяется для транспортёрных лент и прорезиненных многослойных приводных ремней. Вырабатывается полотняным переплетением из кручёной хл.-бум. пряжи, а более прочные сорта Б.- с применением хим. волокон. См. Ткань техническая.

Лит.: Технические ткани и их применение, М.,1965.

БЕЛЬТИРЫ, одна из этнич. групп, живущих в басе. р. Абакан, входящая в состав совр. хакасов. В 17 в. находились под господством енисейских киргизов, после увода последних в 1703 джунгар-ским ханом в Центр. Азию вошли в состав Рус. гос-ва.

БЕЛЬТРАМИ (Beltrami) Эудженио (16.11.1835, Кремона,- 18.2.1900, Рим), итальянский математик, чл. Нац. академии деи Линчей в Риме (1873). Проф. университетов в Болонье (1862) и в Риме (1873). Осн. труды относятся к диф-ференц. геометрии. Показал, что геометрия Лобачевского (планиметрия) реализуется на нек-рой поверхности, наз. псевдосферой.

Соч.: Opere matematiche, t. 1 - 4, Mil., 1902 - 20 (в т. 1 имеется биография Б.).

БЕЛЬТСКАЯ СЕРИЯ, бельт [по назв. хр. в шт. Монтана США-Литл-Белт (Little Belt)], местное подразделение верх, докембрия США. Толща мелководных и пестроцветных, чёрных глинистых сланцев, песчаников, а также известняков и доломитов со строматолитами (до 6 тыс. м мощностью), налегающая с размывом на метаморфич. породы и граниты (возрастом ок. 1600 млн. лет). Делится на 4 свиты. Для верхней из них имеются калий-аргоновые и рубидий-стронциевые определения возраста по глаукониту-1040-1050 млн. лет. Возраст урановой минерализации в 3-й снизу свите 1100-1200 млн. лет. Исходя из этого, Б. с. может сопоставляться с ниж. и ср. рифеем СССР (см. Рифей).

БЕЛЬТЫРСКИЙ, посёлок гор. типа в Аскизском р-не Хакасской АО Красноярского края РСФСР. Расположен на левом берегу р. Абакан (приток Енисея), в 15 км к Ю. от ж.-д. ст. Аскиз. 5,8 тыс. жит. (1968). Лесоперевалочный комбинат, предприятия автотранспорта.

БЕЛЬФЛЁР-КИТАЙКА, позднеосенний сорт яблони, выведенный И. В. Мичуриным скрещиванием Бельфлёра жёлтого с китайкой. Плоды крупные, в среднем весят 200 г, беловатого цвета, со штриховым румянцем нежного ярко-красного цвета. Кожица тонкая, нежная. Мякоть белоснежная, очень сочная, вкус сладко-кисловатый, пряный, с ароматом, десертный. Сорт недостаточно зимостойкий. Начинает плодоносить на 5-7-м году, неустойчив к заболеванию "паршой". Урожайность ок. 1,2 ц с дерева. Районирован во мн. областях ср. полосы РСФСР, в Поволжье, УССР и Молд. ССР.

БЕЛЬФОР (Belfort), департамент на В. Франции, в районе т. н. Бургундских Ворот. Пл. 608 км2. Нас. 118 тыс. чел. (1968). Адм. ц. - г. Бельфор. Образован в 1922. На С. департамента - лесистые Вогезы, на Ю.- хребты Юры. Терр. имеет важное трансп.-транзитное значение.

БЕЛЬФОР (Belfort), город на В. Франции, у горного прохода между Вогезами и Юрой, наз. Бургундскими Воротами. 53 тыс. жит. (1968). Важный трансп. -транзитный пункт. Центр текст. (хл.-бум.) пром-сти, предприятия электротехнич. и текст. машиностроения.

В прошлом Б. - воен. крепость, просуществовала вплоть до 1-й мировой войны. Выдержала ряд осад (1814, 1815, 1870-71). Накануне 2-й мировой войны в районе Б. был создан Бельфорский ук-репл. район линии Мажино.

БЕЛЬЦСКАЯ СТЕПЬ, Северо-Молдавская пониженная равнина, Бельцская равнина, на С. Молдавии, в басе. р. Реут. Рельеф однообразный пологохолмистый. Вые. 150-200 м. Б. с. почти целиком распахана, почвы-тучные чернозёмы на лёссах. Преобладают посевы пшеницы, кукурузы, сах. свёклы, подсолнечника, сои. Степная растительность сохранилась лишь на неудобных для распашки участках.

БЕЛЬЦЫ, город в Молдавской ССР, на р. Реут (басс. Днестра). Крупный пром. и культурный центр севера Молдавии. Узел жел. и шосс. дорог. 93 тыс. жит. в 1968 (31 тыс. в 1939). Пищ. пром-сть (масло-жировой комбинат, мясокомбинат, кукурузокалибровочный, винноконьячный з-ды), машино- и приборостроение з-ды с.-х. машин, электротехнический, электроосветит. арматуры), пром-сть стройматериалов (з-ды: железобетонных изделий, крупнопанельного домостроения). Швейная и мебельная ф-ки. Пед. ин-т, мед. уч-ще, политехникум. Молдавско-русский муз.-драматич. театр. Исто-рико-краеведч. музей. Б. осн. в 15 в., с 1818 - город.

БЕЛЬЭТАЖ (от франц. bel - прекрасный и etage - этаж), 1) второй снизу этаж дома, гл. обр. дворца, особняка. В Б. размещаются парадные залы и комнаты, отличающиеся от помещений др. этажей большей высотой, качеством отделки. В совр. архитектуре жилых домов термин "Б." почти не применяется. 2) В театральных зданиях - 1-й ярус зрительного зала над бенуаром и амфитеатром.

БЕЛЯВА (Bielawa), город в Польше, во Вроцлавском воеводстве. 32 тыс. жит. (1968). Один из старинных текст. центров Присудетья. Крупная хл.-бум. ф-ка; произ-во радиодеталей и электротехнич. изделий.

БЕЛЯВСКИЙ Сергей Иванович [25.11(7.12).1883, Петербург,-13.10.1953, Ленинград], советский астроном, чл.-корр. АН СССР (1939). Чл. КПСС с 1939. Окончил Петерб. ун-т (1906). В 1909-25 и 1931-32 возглавлял Симеизское отделение Пулковской обсерватории; в 1937-44 директор Пулковской обсерватории. Специалист по астрофотометрии, фотографированию малых планет, изучению переменных звёзд и фотография, астрометрии, открыл 37 малых планет (в т. ч. Владилену), св. 250 переменных звёзд и одну комету. Составил "Каталог фотографических величин 2777 звёзд" (1915)и"Астрографический каталог 11 322 звёзд" (1947). Награждён орденом "Знак Почёта" и медалями.

БЕЛЯВСКОГО КОМЕТА, комета, открытая в 1911 С. И. Белявским. Была видна невооружённым глазом как светило 2-3-й звёздной величины с хвостом дл. до 15".

БЕЛЯЕВ Александр Петрович (1803 -1887, Москва), декабрист (формально членом тайного об-ва декабристов не был), мичман гвардейского экипажа. Активно участвовал в подготовке восстания в Петербурге и 14 дек. 1825 с батальоном был на Сенатской пл. Приговорён к 12 годам каторги (Чита и Петровский завод, 1827-32). После амнистии (1856) жил в Москве; враждебно относился к революц. движению. Свои взгляды отразил в "Воспоминаниях декабриста о пережитом и перечувствованном. 1805-50" (1882).

Лит.: Декабристы и их время. Материалы и сообщения, М.- Л., 1951.

БЕЛЯЕВ Александр Романович [4(16).3. 1884, Смоленск, - 6.1.1942, г. Пушкин Ленинградской обл.], русский советский писатель. Один из основоположников сов. научно-фантастич. литературы. Его книги посвящены проблемам науки и техники будущего: "Голова профессора Доуэля" (1925), "Остров погибших кораблей" (1926-27), "Над бездной" (1927), "Человек-амфибия" (1928), "Борьба в эфире" (1928), "Прыжок в ничто" (1933), "Звезда КЭЦ" (1936), "Чудесное око" (1935), "Лаборатория Дубльвэ" (1938), "Под небом Арктики" (1938) и др. Лучшие произв. Б. отличаются социальной остротой, в них сочетаются научность, занимательность и юмор.

Соч.: Собр. соч., т. 1-8, М., 1963-64.

Лит.: Ляпунов Б., А. Беляев. Крити-ко-биографич. очерк, М., 1967.

БЕЛЯЕВ Анатолий Иванович [5(18).Ю. 1906, Москва, - 4.6.1967, там же], советский учёный в области металлургии цветных металлов и полупроводниковых материалов, чл.-корр. АН СССР (1960). Окончил Московский ин-т цветных металлов и золота (1931), работал на строительстве Днепровского алюминиевого з-да. С 1938 на преподават. работе. Осн. направление науч. деятельности Б.-произ-во алюминия, а также вопросы поверхностных явлений в расплавленных средах, изучение физ.-хим. свойств разл. солевых систем и электролитов для получения лёгких металлов. Награждён орденом Ленина, орденом "Знак Почёта" и медалями. С о ч.: Металлургия лёгких металлов, 4 изд., М., 1954.

БЕЛЯЕВ Василий Николаевич [27.12. 1902 (9.1.1903), Москва,- 19.5.1967, там же], советский кинооператор и режиссёр. Чл. КПСС с 1941. Работал в документальном кино с 1923, в 1927-40 на Ленинградской студии кинохроники. В период Великой Отечественной войны-режиссёр фронтовых киногрупп, снимал также в партиз. отрядах. С 1942 оператор и режиссёр Центр. студии документальных фильмов. Б.-мастер публицистич. жанра в документальном кино. Как режиссёр участвовал в создании полнометражных документальных фильмов: "Линия Маннергейма" (1941), "Черноморцы" (1942), "Народные мстители" (1943), "Новая Чехословакия" (1949), "Наша земля" (1960) и др. В 1949 вышел на экраны документальный фильм "Владимир Ильич Ленин", в к-ром Б. был автором сценария (совм. с Е. Г. Кригером) и режиссёром (совм. с М. И. Роммом). Гос. пр. СССР (1941, 1943, 1946, 1949, 1951). Награждён 2 орденами, а также медалями.

БЕЛЯЕВ Виктор Михайлович [25.1(6.2). 1888, Нижне-Уральск, -16.2.1968, Москва], советский музыковед, доктор искусствоведения (1944). В 20-х гг. один из активных пропагандистов советской музыки в отечественной и зарубежной печати. В 1938-60 (с перерывами) преподавал теоретические и музыкально-историч. дисциплины в Ленингр. и Моск. консерваториях (с 1943 проф.). С 1959 старший науч. сотрудник Ин-та истории иск-в. Занимался изучением музыки народов СССР, муз. палеографии. Его труды "Белорусская народная музыка" (1941), "Древнерусская музыкальная письменность" (1962), "Очерки по истории музыки народов СССР" (вып. 1 -2, 1962-63) и др.- значит, вклад в сов. музыкознание. Мн. статьи Б. опубликованы в зарубежных муз. журналах. Награждён орденом Трудового Красного Знамени и медалями.

В. И. Беляев.

Е. М. Беляев.

Лит.: Беляев В., 25 лет научно-музыкальной деятельности (Творческий самоотчёт), "Советская музыка", 1937, № 6, с. 105 -109; Келдыш Ю., В. М. Беляев, там же, 1963, N° 2, с. 142-143; Krader Barbara L., Viktor Mikhailovich Beliaev..., "Eth-nomusicology", Middletown (Conn.), 1968, v. 12, № 1, January (с прилож. списка соч.).

БЕЛЯЕВ Владимир Иванович [14(26).11. 1855, с. Борзецово Моск. губ.,-4(17).10. 1911, Петербург], русский ботаник-морфолог, ученик И. Н. Горожанкина. В 1878 окончил Моск. ун-т. В 1885-91 доцент, в 1891-99 проф. Варшавского ун-та. Осн. труды по сравнительно-морфологич. изучению развития и строения муж. заростков у разноспоровых плауновых (1885), у водяных папоротников (1890) и пыльцевой трубки у хвойных (1891, 1893). Доказал единство строения заростков и антеридиев у всех сосудистых споровых растений, проследил .упрощение пыльцевой трубки у голосеменных и приближение её к таковой покрытосеменных; доказал, что сперматозоиды у растений состоят из ядра и протоплазмы. Б. открыл (1892-96) блефаропласт, описал морфологию и механизм митоза и мейоэа у растений.

Лит.: Русские ботаники. Биографо-библи-ографический словарь, сост. С. Ю. Липшиц, т. 1, М., 1947.

БЕЛЯЕВ Владимир Павлович [р.21.3(3.4). 1909, Каменец-Подольский], русский советский писатель.Чл. КПСС с 1931. Автор повести "Подростки" (1936), книг "Украинские ночи" (1939), "Голос Тараса" (1939, одноим. киносценарий 1941), "Ленинградские ночи" (1942), "Залив в тумане" (1943), "Граница в огне" (1948), "Опора земли" (1954), "Разоблачение" (1960), "На военных дорогах" (1956), "Кто тебя предал?" (1969) и др., киносценария "Иванна" (1959), очерков, рассказов, политич. памфлетов, разоблачающих укр. националистов и униатскую церковь. Осн. произв. Б.- трилогия "Старая крепость" (ч. 1-3, 1937-51; Гос. пр. СССР, 1952; по её мотивам -фильм "Тревожная молодость", 1955) -об увлекательных приключениях подростков в годы Гражд. войны, о деятельности первых комсомольцев. Награждён 3 орденами, медалями, а также орденом ПНР.

П. И, Беляев.

С. Т. Беляев.

Лит.: Носов Н., Хорошая книга, "Новый мир", 1952, № 3; Бенеславский Д., Трилогия детства и революция, "Детская литература", 1967, № 3; Кущ О. П., Владимир Беляев. Библиография, указатель, Львов, 1956.

БЕЛЯЕВ Дмитрий Константинович [р.4(17).7.1917, с. Протасове Костромской обл.], советский биолог, чл.-корр. АН СССР (1964). В 1938 окончил Ивановский с.-х. ин-т. В 1939-41 и в 1946-58 работал в Н.-и. ин-те пушного звероводства. С 1959 директор Ин-та цитологии и генетики Сиб. отделения АН СССР. Осн. работы в области общей биологии, генетики, теории эволюции и селекции животных. Б. разработаны генетич. основы селекции пушных зверей, обоснованы пути наследств. перестройки функции воспроизведения у диких животных при их одомашнивании. Ряд работ посвящён проблемам фотопериодизма у животных; впервые вскрыл эффект последействия света на воспроизводит. функцию животных.

Соч.: О некоторых проблемах коррелятивной изменчивости и их значении для теории эволюции и селекции животных, "Изв. Сибирского отделения АН СССР", 1962, № 10; Поведение и воспроизводительная функция животных. I -III, "Бюлл. Московского общества испытателей природы", 1964, т. 69 в. 3 и 4; 1967, т. 72, в. 5.

БЕЛЯЕВ Евгений Александрович [9(21).2.1895, Ржев,-5.9.1964, Москва], советский историк, специалист по истории ислама и истории араб, стран в ср. века, доктор историч. наук (1962), почётный чл. АН ОАР (1964). Окончил Моск. ин-т востоковедения (1922), с 1924 преподаватель этого ин-та, а также Воен. ин-та иностр. языков. В 1945-55 зав. кафедрой истории стран Бл. и Ср. Востока в Моск. ин-те востоковедения, затем в Ин-те междунар. отношений. С 1951 старший науч. сотрудник Ин-та востоковедения АН СССР. Награждён орденом "Знак Почёта" и медалями.

Соч.: Мусульманское сектантство, М., 1957; Образование арабского государства и возникновение ислама..., в кн.: Доклады советской делегации на XXIII Международном конгрессе востоковедов, М., 1954; Арабы, ислам и арабский халифат в раннее средневековье, М., 1965 (На англ, яз.- L., 1969; то же, N. Y., 1969); Список основных опубликованных работ, "Народы Азии и Африки", 1965, № 1.

БЕЛЯЕВ Евгений Михайлович (р.11.9. 1926, г. Клинцы Брянской обл.), русский советский певец (лирич. тенор), нар. арт. СССР (1967). Чл. КПСС с 1952. Окончил Моск. муз.-педагогич. ин-т им. Гнеси-ных. С 1947 солист Ансамбля песни и пляски Прикарпатского воен. округа, с 1955-Ансамбля песни и пляски Сов. Армии им. Александрова. Исполняет рус. и укр. народные песни, произведения сов. композиторов. Портрет стр. 187.

БЕЛЯЕВ Иван Дмитриевич [1810, Москва,- 19.11(1.12).1873, там же], русский историк. Род. в семье священника. В 1833 окончил Моск. ун-т. С 1852 до кончины проф. истории права Моск. ун-та, секретарь Моск. об-ва истории и древностей российских и ред. его "Временника". По общественно-политич. взглядам - славянофил. Труды по истории рус. крестьянства, права, хозяйства, быта, воен. дела, летописания в России. Работа "Крестьяне на Руси" ("Русская беседа", 1859, кн. 3-6) - первый в рус. историографии систематич. труд по истории крестьян со времён Киевской Руси до 18 в. Б. создавал её в годы подготовки крест. реформы 1861 и стремился дать ответы на вопросы современности. Он оценивал крепостное право как "болезнь рус. общества", а его ликвидацию как процесс "постепенного выздоровления", начавшийся с кон. 18 в. указами Павла I, продолженный законодательством по крест. вопросу Александра I и Николая I. Б. отстаивал тезис о том, что рус. крестьяне вплоть до 18 в. были лично свободны и владели землёй; сущность крепостничества сводил к совокупности правовых институтов. Б. первым из рус. историков, помимо законодат. памятников, широко использовал актовые материалы. Собрал богатую коллекцию др.-рус. актов и рукописных книг.

Лит.: Мрочек-Дроздовский П. Н., Список трудов И. Д. Беляева, "Чтения в обществе истории и древностей Российских", 1905, кн. 2.

В. И. Корецкий.

БЕЛЯЕВ Митрофан Петрович [10(22).2. 1836, Петербург,-22.12.1903(4.1.1904), там же], русский муз. деятель и ното-издатель. Богатый лесопромышленник, Б. был активным пропагандистом рус. музыки, учредил "Глинкинские премии" (1884), устраивал конкурсы (с премиями) на лучшее сочинение камерного жанра (с 1892). В 1885 организовал "Общедоступные русские симфонические концерты", в 1891-"Русские квартетные вечера" (с 1898 пред. Об-ва камерной музыки). В 1885 основал нотоиздательство "М. П. Беляев в Лейпциге", печатавшее исключительно сочинения рус. композиторов. В 80-90-х гг. вокруг Б. объединялась группа музыкантов, примыкавших к "Новой русской школе" (см. Беляевский кружок).

БЕЛЯЕВ Михаил Алексеевич (23.2.1863-1918), русский генерал от инфантерии (1914). Окончил Академию Генштаба (1893). Участвовал в рус.-япон. войне на штабных должностях. Во время 1-й мировой войны с окт. 1914 исполняющий обязанности нач. Генштаба (утверждён в апр. 1916) и одновременно с июня 1915 пом. воен. министра. С авг. 1916 чл. Воен. совета, с сент. 1916 представитель рус. армии в рум. гл. квартире. Крайне непопулярный в армии, типичный воен. чиновник, прозванный "мёртвой головой", Б. за свою приверженность к трону был по выбору царицы 3 янв. 1917 назначен воен. министром. Во время Февр. революции 1917 пытался собрать войска для подавления восстания, но 1 марта был арестован. После Окт. революции освобождён, в 1918 вновь арестован и расстрелян.

БЕЛЯЕВ Николай Иванович [15(27). 5.1877, Поневеж Ковенской губ.,-26.5. 1920],русский металлург. По окончании в 1902 Петерб. технологич. ин-та до 1916 работал на Путиловском з-де, где создал металлографич. лабораторию (1904).

С 1909 преподавал в Петерб. политех-нич. ин-те, с 1919 проф. Моск. горной академии. Б. руководил стр-вом первого в России электросталелитейного з-да "Электросталь" (Моск. обл.), к-рый был пущен в кон. 1917. Один из создателей отечеств, произ-ва легированных сталей.

Соч.: Сталь, Л., 1925.

Лит.: [Нахимов Д. М.. Рахштадт А. Г.], Н. И. Беляев [1877-1920], в кн.: Русские ученые-металловеды, М., 1951 (имеется список трудов Б.)

БЕЛЯЕВ Николай Михайлович [24.1(5.2). 1890, Владимир,-25.4.1944, Ленинград], советский учёный в области теории прочности, чл.-корр. АН СССР (1939). По окончании в 1916 Петерб. ин-та инженеров путей сообщения преподавал в ряде вузов. С 1924 проф. С 1939 работал в Ин-те механики АН СССР. Б. впервые был поставлен и решён важный для инженерной практики вопрос об устойчивости призматич. стержней под действием продольных переменных сил. Одним из первых в СССР работал в области теории пластич. деформаций и её применения к исследованиям явлении ползучести и релаксации металлов при высоких темп-pax. В результате его исследований рельсовой стали (1924-40) были разработаны новые технич. условия на изготовление рельсов. В 1927 Б. предложил новые способы подбора и контроля состава бетона, нашедшие широкое применение. Участвовал в разработке основ методики динамич. испытаний мостов.

Соч.: Местные напряжения при сжатии упругих тел, в сб.: Инженерные сооружения и строительная механика, Л., 1924; Устойчивость призматических стержней под действием переменных продольных сил, там же; Прочность, упругость и ползучесть бетона, Сб. ст., Л.- М., 1941 (соавтор); Сопротивление материалов, 14 изд., М.- Л., 1965.

Лит.: Митинский А. Н. [и др.]. Очерк о жизни и деятельности Н. М- Беляева, в кн.: Беляев Н. М., Труды по теории упругости и пластичности, М., 1957.

БЕЛЯЕВ Павел Иванович (26.6.1925, с. Челищево Вологодской обл., -10.1. 1970, Москва), лётчик-космонавт СССР, полковник, Герой Советского Союза (23.3. 1965). Чл. КПСС с 1949. Родился в семье фельдшера. В 1942 после окончания ср. школы поступил на завод. В 1943 добровольно вступил в ряды Сов. Армии. Был принят в Ейское авиац. уч-ще морских лётчиков-истребителей, к-рое окончил в 1945. Участвовал в войне с Японией. В 1959 окончил Военно-воздушную академию (ныне им. Гагарина). Совм. с А. А. Леоновым совершил полёт в космос в качестве командира космич. корабля "Восход-2". Пилотируемый им корабль был выведен на орбиту 18 марта 1965 и за 26 ч пребывания в космосе совершил 17 оборотов вокруг Земли, пролетев расстояние свыше 720 тыс. км. Награждён орденом Ленина, орденом Красной Звезды и медалями; имеет звания Героя Социалистич. Труда Болгарской Нар. Республики, Героя ДРВ и МНР, а также награждён мн. иностр. орденами и медалями.

БЕЛЯЕВ Спартак Тимофеевич (род. 27.10.1923, Москва), советский физик, академик АН СССР (1968). Чл. КПСС с 1943. В 1952 окончил Моск. ун-т. В 1952-62 работал в Ин-те атомной энергии им. И. В. Курчатова. С 1962 в Ин-те ядерной физики Сиб. отделения АН СССР, с 1965 ректор Новосибирского ун-та. Осн. труды по физике релятивистской плазмы, квантовой теории мн. частиц, теории атомного ядра. Награждён орденом Ленина, орденом Красной Звезды и медалями.

Соч.: Применение методов квантовой теории поля к системе Бозе-частиц, "Журнал экспериментальной и теоретической физики", 1958, т. 34, в. 2; Эффекты парной корреляции нуклонов в атомных ядрах, М., 1961.

БЕЛЯЕВКА, посёлок гор. типа, центр Беляевского р-на Одесской обл. УССР, в 26 км от ж.-д. ст. Выгода (на линии Одесса - Раздельная). 12,4 тыс. жит. (1968). Рыбный комбинат. З-ды молочный и строит, деталей.

БЕЛЯЕВСКИЙ КРУЖОК, группа музыкантов, объединившихся в 80 -90-х гг. 19 в. вокруг М. П. Беляева. Собиралась на муз. вечерах в его доме -т. н. "Беляевские пятницы". Возглавляемый Н. А. Римским-Корсаковым, кружок в основном состоял из его учеников: А. К. Глазунова, А. К. Лядова, Ф. М. и С. М. Блуменфельдов идр. Б. к., преемственно связанный с "Могучей кучкой", не выдвигал определённой идейно-худо-жеств. программы.

БЕЛЯК (Lepus timidus), млекопитающее рода зайцев.

БЕЛЯКОВ Александр Васильевич [р.9(21).12.1897, дер. Беззубово Московской губ.], генерал-лейтенант авиации (1943), Герой Сов. Союза (24. 7. 1936), специалист по аэронавигации, доктор гео-графич. наук, проф. Чл. КПСС с 1936. Род. в семье учителя. В Красной Армии с февр. 1919, воевал в составе 25-й стрелк. дивизии В. И. Чапаева. Окончил авиац. школу (1921). В 1930-35 преподаватель и нач. кафедры Военно-возд. академии им. Жуковского. Был штурманом экипажа во главе с В. П. Чкаловым при беспосадочных перелётах из Москвы на о. Удд (1936) и через Сев. полюс в США (1937). В 1936-40 флаг-штурман в войсках ВВС и флаг-штурман РККА. В 1940-45 нач. Рязанской высш. авиац. школы штурманов. В должности гл. штурмана возд. армии участвовал в Берлинской операции 1945. В 1945-60 нач. факультета Военно-возд. академии. С 1960 в отставке. Автор и ред. мн. науч. трудов по аэронавигации. Деп. Верх. Совета СССР 1-го созыва. Награждён 2 орденами Ленина, 3 орденами Красного Знамени, орденом Отечественной войны 1-й степени, 2 орденами Красной Звезды и медалями.

БЕЛЯКОВ Иван Иванович [14(26).6.1897, Москва,-21.1.1967, там же], советский кинооператор, засл. деят. иск-в РСФСР (1950). В кино с 1919. В 1922 окончил 1-ю Госкиношколу. Работал под руководством режиссёра Д. Вертова в объединении "Киноки". Впоследствии как оператор участвовал в создании фильмов: "Шагай, Совет!" (1926), "Шестая часть мира" (1926), "Нефть" (1927), "День президента" ("Калинин", 1937) и др. В годы Великой Отечеств, войны самостоятельно или с группой операторов снимал фильмы: "Наша Москва" (1941), "Разгром немецких войск под Москвой" (1942). В 40-50-х гг. снял фильмы: "Крымская конференция", "Парад победы" (оба в 1945), "Всесоюзный парад физкультурников 1947 года", "1 мая 1949 года", "Хлопкоробы Узбекистана" (1959) и др. Гос. пр. СССР (1942, 1943, 1948, 1950). Награждён орденом Ленина, орденом "Знак Почёта" и медалями.

БЕЛЯНКА (Lactarius pubescens), съедобный гриб группы пластинчатых. Шляпка белая, по краю волокнистая. Б. близка к волнушке (L. torminosus). Растёт летом и осенью в редких берёзовых лесах и на их опушках. Пригодна для засола после предварит. вымочки в воде или отваривания. Иногда Б. наз. груздь осиновый (L. controversus) и подгруздок белый, или сухарь (Russula delica); груздь отличается от Б. розоватой окраской, растёт в соседстве с осиной и тополями, у подгруздка отсутствует млечный сок и у обоих край шляпки не волокнистый.

БЕЛЯНКИ (Pieridae), семейство насекомых подотряда равнокрылых (Frenata). Дневные бабочки. Размах крыльев до 8 см. Для большинства видов Б. умеренных широт характерна белая или жёлтая окраска с чёрным рисунком. Всего более 500 видов; в СССР ок. 80 видов. Отд. роды Б. связаны, как правило, с определ. сем. растений: белянки (Pieris) с крестоцветными, желтушки (Colias) с бобовыми и т. д. Среди Б. имеются вредители с.-х. культур и деревьев; гусеницы капустницы, брюквенницы и репницы производят иногда опустошения на полях капусты, турнепса и др.; гусеницы боярышницы повреждают семечковые и косточковые плодовые культуры. Для истребления вредных Б. применяют механич. (уничтожение "зимних гнёзд" с гусеницами боярышницы) и химич. (опрыскивание или опыливание инсектицидами кишечного и контактного действия) меры борьбы.

БЕЛЯНКИН Дмитрий Степанович [11(23).8.1876, с. Ламаниха Вологодской губ.,-20.6.1953, Москва], советский геолог, акад. АН СССР (1943;чл.-корр. 1933). Окончил Юрьевский ун-т (1901). Проф. Петрогр. (Ленингр.) политехнич. ин-та (с 1920). С 1930 работал в Петрографич. ин-те, а затем в Ин-те геологич. наук АН СССР. С 1949 акад.-секретарь Отделения геолого-географич. наук АН СССР. Был членом Главной редакции 2-го изд. БСЭ. Осн. работы посвящены вопросам общей, теоретич. и технич. петрографии, а также минералогии. Геолого-петрографические исследования производил на Урале, Кавказе и севере Европейской части СССР. Особое значение имеют исследования Ильменских гор. На Кавказе им были впервые найдены и изучены молодые интрузивные породы (т. н. неоинтрузии), с к-рыми связаны рудные месторождения. Указаны фациальные отличия этих интрузий от древнейших подобного состава. Б. считал, что разнообразие типов горных пород зависит от контактового взаимодействия внедрившейся магмы и вмещающих пород. Б. занимался изучением породообразующих минералов, имеющих теоретич. и практич. значение, редких минералов (вишневит, гидрогранаты и нарсарсукит), а также "технического камня" (огнеупоры, ке-рамич. изделия, шлаки, абразивы, стекло и пр.); Б. положил начало технич. петрографии, играющей в силикатной технологии роль, аналогичную металловедению в металлургии. Его именем назван минерал белянкинит. Б. удостоен премии имени А. П. Карпинского (1949). Награждён 2 орденами Ленина, орденом Трудового Красного Знамени и медалями.

Соч.: Петрография технического камня, М., 1952 (соавтор): Избранные труды, т. 1 - 2, М., 1956 - 58.

Лит.: Вопросы петрографии и минералогии. (Сб. статей, посвящённых памяти Д. С. Белянкина), т. 1-2, М., 1953.

БЕЛЯУСКАС Альфонсас (р.5.10.1923, дер. Неверонис, близ Каунаса), литовский советский писатель. Чл. КПСС с 1944. Участвовал в подпольном комсомольском движении в буржуазной Литве в 1939-40. Во время Великой Отечественной войны служил в Сов. Армии. В 1951 окончил Вильнюсский ун-т. С 1954 ред. журн. "Швитурис" ("Маяк"). Наиболее значительные произв.- романы "Цветут розы алые" (1959, рус. пер. 1960), "Мы ещё встретимся, Вильма!" (1962, рус. пер. 1965), "Каунасский роман" (1966, рус. пер. 1968), в к-рых выражен духовный опыт поколения, возмужавшего в годы войны и в послевоенный период, остро ставятся вопросы чистоты и принципиальности коммунистич. морали. Респ. лит. премия (1959). Награждён орденом "Знак Почёта" и медалями.

А. В. Беляков.

Д. С. Белянкин.

Соч.: Darbo gatve, Vilnius, 1956; Rozes zydi raudonai, Vilnius, 1959; Mes dar susitiksim, Vilmal, Vilnius, 1962; Kauno romanas, Vilnius, 1966. В. Кубилюс.

БЕМ (Bern) Юзеф Захариаш [17.3.1794, Тарнув,-10.12.1850, Халеб (Алеппо), Сирия], польский политич. и воен. деятель, генерал. В 1812 участвовал в нашествии Наполеона на Россию. В 1815-25 офицер армии Королевства Польского, уволен за политич. неблагонадёжность и эмигрировал в Австрию. Во время Польского восстания 1830-31 командовал артиллерией повстанцев, один из руководителей обороны Варшавы. После подавления восстания жил во Франции и Португалии, где пытался создать польский легион. Примыкал к консервативно-аристократич. лагерю польск. эмиграции. Во время Революции 1848-49 участвовал в Окт. восстании в Вене и обороне города от контрреволюц. войск; командовал ре-волюц. венг. войсками в Трансильвании. После поражения Венг. революции в 1849