загляните на купон-скидку или справочники: окна kbe, окна veka, окна rehau, остекление балкона, остекление лоджии, изготовление окон, монтаж окон, остекление, производство окон, металлопластиковые окна, окна пвх, пластиковые окна, установка окон, стеклопакеты и евроокна.



ВСЁ О СТРОИТЕЛЬСТВЕ, ЖЕЛЕЗОБЕТОНЕ, БЕТОНЕ, АРХИТЕКТУРЕ И НЕ ТОЛЬКО...:
ОПРЕДЕЛЕНИЯ:

АСФАЛЬТИРОВАНИЕ, устройство асфальтобетонных покрытий на автомобильных дорогах, улицах, аэродромах и т. п. путём укладки и уплотнения асфальтобетонной смеси по предварительно подготовленному основанию. В зависимости от назначения покрытия асфальтобетонную смесь (асфальтобетон) укладывают в один или два слоя на основание из щебня, гравия (нежёсткое основание) или бетона (жёсткое основание). Нижний слой толщиной 4-5 см устраивают из крупно- или среднезерни-стой смеси с остаточной пористостью 5-10% ; верхний слой толщиной 3-4 см-из средне- или мелкозернистой смеси (остаточная пористость 3-5%). При тяжёлых нагрузках и интенсивном движении транспорта покрытия устраивают 3-4-слойными общей толщиной 12-15 см. АСФАЛЬТИРОВАНИЕ начинается с очистки основания от пыли и грязи механич. дорожными щётками и поливомоечными машинами, исправления неровностей основания, обработки его поверхности жидким битумом или битумной эмульсией. Асфальтобетонная смесь приготовляется в асфальтобетоно-смесителях на стационарных или полустационарных заводах (установках), доставляется на место автомобилями-самосвалами и загружается в приёмный бункер асфалътобетоноукладчика, к-рый укладывает, разравнивает и предварительно уплотняет смесь. Окончат. уплотнение осуществляется катками дорожными. .


КОММУНАЛЬНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО, отрасль строительства, занятая сооружением объектов, связанных с обслуживанием жителей городов, посёлков городского типа, районных сельских центров и населённых пунктов сельской местности. В числе этих объектов: системы водоснабжения и канализации с очистными сооружениями и сетями; сооружения городского электрического транспорта с путевым, энергетическим хозяйством, депо и ремонтными предприятиями; сети газоснабжения и теплоснабжения с распределительными пунктами, районными и квартальными котельными; электрические сети и устройства напряжением ниже 35 кв; гостиницы; городские гидротехнические сооружения; объекты внешнего благоустройства населённых мест, озеленения, дороги, мосты, путепроводы, ливнестоки; предприятия санитарной очистки, мусороперерабатывающие и др. Планомерное развитие КОММУНАЛЬНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА в СССР началось ещё в 1-й пятилетке и осуществлялось нарастающими темпами до начала Великой Отечеств, войны 1941-45. В годы 4-й пятилетки (1946-50) проводились работы по восстановлению объектов коммунального назначения, разрушенных во время нем.-фаш. оккупации. В последующие годы КОММУНАЛЬНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО велось высокими темпами в связи с бурным развитием промышленности, культуры, увеличением численности городов и посёлков городского типа .
ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО, теория и практика планировки и застройки городов (см. Город). ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО определяют социальный строй, уровень развития производственных сил, науки и культуры, природно-климатичие условия и национальные особенности страны. ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО охватывает сложный комплекс социально-экономических, строительно-технических, архитектурно-художественных, а также санитарно-гигиенических проблем. Общим для ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО досоциалистических формаций является большее или меньшее влияние на него частной собственности на землю и недвижимое имущество..
ЗЕЛЁНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО, составная часть современного градостроительства. Городские парки, сады, скверы, бульвары, загородные парки (лесопарки, лугопарки, гидропарки, исторические, этнографические, мемориальные), национальные парки, народные парки, тесно связанные с планировочной структурой города, являются необходимым элементом общегородского ландшафта. Они способствуют образованию благоприятной в санитарно-гигиеническом отношении среды, частично определяют функциональную организацию городских территорий, служат местами массового отдыха трудящихся и содействуют художественной выразительности архитектурых ансамблей. При разработке проектов садов и парков учитывают динамику роста деревьев, состояние и расцветку их крон в зависимости от времени года.

Главная страница
Поиск по сайту
Оглавление страниц

Объяснение слов: словарь, справочник, информация. Строительство, экономика, промышленность - все сферы жизни: от А до Г, от Г до П и от П до Я

т, н.-и. работы. Получившие степень магистра поступают чаще всего на работу в исследовательские орг-ции. В отд. вузах США на инж. ф-тах осуществляется подготовка бакалавров и магистров по особым уч. планам. Первые три курса - общеинженерная подготовка (математика, физика, химия, графика, механика, экономика, термодинамика, механика жидкости, электротехника, материалы); затем студент избирает или одногодичный план для получения степени бакалавра, или двухлетний - для получения степени магистра. На двухлетний магистерский курс зачисляются лишь успешно окончившие первые 3 курса (с оценкой "хорошо" по всем предметам). Третий этап образования для лиц, имеющих степень бакалавра или магистра,- на фирме, где в течение 1-2 лет они углубляют спец. знания, изучают технологию произ-ва, а также нек-рые "секреты" фирмы. Обучение носит узкоспециализированный характер, т. к. проводится применительно к тому рабочему месту, к-рое будет занимать специалист после завершения курса подготовки. Совершенствуется система повышения квалификации специалистов, к-рая нередко рассматривается как "продолженное образование". Высшее вечернее и заочное инж.-технич. образование не получает в США широкого распространения. Из 172 инж. вузов только в 13 (8,7% ) имеется вечерняя форма образования. Вечернее В. о. имеет 2 формы: изучение полной программы для получения академич. степени; изучение программы по отд. дисциплинам - для повышения квалификации. Уч. план и программы те же, что и для дневной формы обучения -по соответствующим специальностям. Из планов вечерних ф-тов исключаются лишь курсы "профориентация", "физическая культура" и "военная подготовка". Уч. занятия со студентами проводятся от 2 до 3 раз в неделю - по 2 ч лекций, либо 3 ч лабораторных занятий. По данным Ренселеровского политехнич. ин-та, лишь один из десяти студентов вечерних ф-тов получает степень. Ряд вузов для повышения квалификации работающих организует вечерние ф-ты, по окончании к-рых выпускник не имеет права претендовать на академич. степень. Заочная система организована только для изучения отд. дисциплин. При вузах создаются подразделения для изготовления уч. пособий, короткометражных фильмов, диапозитивов и др. Имеются различные учреждения, к-рые разрабатывают психологопед, основы применения технич. средств обучения в уч. процессе. Широко используется в уч. процессе телевидение (внутреннее и внешнее), звуко- и видеозаписи, киноаппаратура, разнообразные обучающие и контролирующие машины программированного обучения, лингафонные кабинеты и др.

В систему B. о. Великобритании входят гл. обр. университеты. Подготовка инж. кадров осуществляется в колледжах и на технических факультетах, входящих в состав университетов, а также в самостоят, институтах и колледжах. Значит, часть студентов работает и учится. Все студенты делятся на слушающих университетский курс в полном объёме и работающих в течение всего академич. года и поэтому изучающих лишь часть курса. При ун-тах созданы спец. отделения студентов-вольнослушателей. Среди этой категории есть "случайные студенты", к-рые изучают лишь отд. предметы. После 3-4-годичного курса студентам, успешно выдержавшим все экзамены, присваивается академич. степень бакалавра соответствующей отрасли науки, культуры, права, богословия и медицины. В Оксфордском ун-те степень бакалавра лит-ры или науки присуждается после выполнения небольшого спец. исследования, не имеющего по существу науч. значения. В "Импириал-колледж", к-рый, по мнению англ, учёных, наряду с Кембриджским ун-том даёт лучшее в Великобритании технич. В. о.,-3-годичный срок обучения. На 1-м курсе строительного, авиац., механич., электротехнич. и хим. ф-тов - единые уч. планы и программы. Различия в уч. планах и программе на 2-м курсе незначительны, что позволяет студенту в конце 2-го курса перейти с одного ф-та на другой. На 3-м курсе каждого ф-та около 20 спец. предметов (преимущественно по новым отраслям науки и техники), из к-рых студент по выбору должен сдать 5. В период летних каникул (3 мес.) студентам рекомендуется применять свои знания на практике. По окончании колледжа они должны отработать по специальности 2 г. в пром-сти. В этот период колледж организует для выпускников чтение концентрированных курсов, крупные фирмы проводят для бакалавров наук циклы лекций (в течение 6 недель) по спец. темам с учётом характера выполняемой ими работы. После неск. лет работы на ответств. должностях в пром-сти бакалавры наук могут быть приняты в члены Об-ва инженеров (член общества считается инженером высокой квалификации и имеет право участвовать в конкурсах на замещение крупных инж. должностей). Выпускникам вузов выдаются: гос. диплом об успешном окончании 2-годичного очного курса и высший гос. диплом - о завершении очного 3-годичного курса; гос. аттестат - окончившим заочно 3 курса обучения и высший гос. аттестат - окончившим заочно 5 курсов. Лица, имеющие гос. дипломы и высший гос. аттестат, освобождаются от экзаменов при вступлении в проф. общество. Подготовка к соисканию академич. степени магистра (к-рая присуждается не всеми ун-тами) осуществляется, как правило, в течение 2 лет. Напр., Кембриджский ун-т присваивает степень магистра за проведение исследоват. работ в течение 2 лет и представление диссертации, а Оксфордский - не присваивает. В технич. колледжах В. о. осуществляется и по т. н. системе "слоёного пирога", предусматривающей чередование теоретич. занятий в колледже с практич. работой в пром-сти (каждый период от 3 до 6 мес.) и рассчитанной на 4-5 лет. Окончившим технич. колледж по этой системе выдаётся высший гос. аттестат. Получает распространение система заочного В. о., несмотря на скептич. отношение к ней профессуры, к-рая выдвигает требование о дополнит, подготовке по дневной форме в течение 1-2 лет для выпускников заочных ф-тов, желающих получить академич. степень.

Во Франции подготовка высококвалифицированных специалистов осуществляется в ун-тах и спец. вузах различного типа (высшие школы аэронавигации, морского дела, горного дела, мостов и дорог и т. д.). Курс обучения в вузах - от 4 до 6 лет; как правило,- 5 лет. Обучение состоит из трёх циклов. Первый (1 или 2 года) подготовительный (пропедевтический), или испытательный, заканчивается экзаменами по нек-рым общеобразоват. предметам - в зависимости от избранной специальности (математика, физика, химия и др.). В течение второго цикла (3-4 года) студент сдаёт экзамены на академич. степень лиценциата (на этот цикл зачисляются по конкурсу окончившие первый). Для получения степени лиценциата студент сдаёт, как правило, 4 экзамена, о чём получает соответствующие удостоверения (сертификаты). Дисциплины для экзаменов определяются профилем специальности. Как правило, это общетеоретич. курсы с соответствующими лабораторными работами. Степень лиценциата даёт право преподавать в лицее или коллеже, обычно в провинции. Чтобы получить звание дипломированного преподавателя, к-рое даёт возможность занимать должность преподавателя в коллеже или лицее большого города, необходимо сдать дополнительно экзамены на получение спец. сертификата - "О пригодности к должности преподавателя среднего учебного заведения". Окончившим 2-й цикл обучения выдаётся диплом -"общих науч. знаний". Сдавшим экзамены по технологич. дисциплинам при стаже практич. работы не менее 9 мес. на производстве выдаётся диплом "высших технич. знаний" или диплом инженера (в высших технич. школах). Третий цикл - изучение избранной специальности в течение 1-2 лет в н.-и. ин-тах или на заводах, где студенты потом остаются работать. Для выполнения этого цикла студенты провинциальных вузов часто приезжают в Париж. Цикл завершается экзаменом по специальности и защитой дипломной работы, подготовка к-рой занимает около года. Успешно выполнившим уч. план выдаётся диплом "высшего науч. образования", к-рый даёт возможность впоследствии получить диплом "углублённых знаний" по определённой специальности, а также академич. степень доктора по специальности, или доктора 3-го цикла. Диплом доктора примерно эквивалентен диплому, к-рый получают выпускники сов. вузов с пятилетним сроком обучения, защитившие дипломный проект (работу) на высоком теоретич. уровне.

Своеобразна система В. о. и в странах Латинской Америки. Напр., в Бразилии подготовка специалистов с В. о. осуществляется в основном в университетах, в составе которых имеются школы различного профиля. Ун-т Сан-Паулу объединяет политехнич., мед., фармацевтич., юридич., агрономич., вет., филос. и др. школы. Каждая школа осуществляет подготовку по многим специальностям, напр, в политехнич. школе -специальности общего и мор. строительства, механич., энергетич., хим., металлургич. и горная; в филос. школе - философии, математики, физики, филологии и др. На 3-м курсе осуществляется специализация. Для подготовки специалистов по различным отраслям науки и техники имеются и самостоят, отраслевые вузы. Срок обучения в ун-тах в основном 5 лет. На первых курсах значительное место занимают общенауч. дисциплины, студенты получают достаточную теоретич. подготовку. Однако в уч. планах отсутствует производств, практика, на инж. специальностях нет дипломных проектов. Поэтому выпускники вузов становятся специалистами с полноценной подготовкой только после стажировки, к-рую проходят иногда и в др. странах.

В Японии В. о. строится на базе ун-тов, отраслевых ин-тов (или высших школ). Срок обучения в ун-тах - 4г. Первые два года студенты изучают общенауч. дисциплины, с 3-го курса - специализируются. Успешно сдавшие экзамены за весь курс получают степень бакалавра. Имеющие эту степень могут в течение двух лет дополнительного обучения получить степень магистра наук. В вузах имеются вечерние отделения, на к-рых обучается менее 20% от контингента студентов дневных отделений. Более 50% студентов обучаются на гуманитарных специальностях. Обучение в вузах платное, плата очень высокая, стипендию получают не более 20% студентов.

С 50-60-х гг. во всех странах мира стали уделять больше внимания вопросам В. о. В 1960 11-я сессия Генеральной конференции ЮНЕСКО приняла конвенцию о борьбе с дискриминацией в области образования. По предложению СССР ЮНЕСКО совместно с рядом др. междунар. орг-ций (Междунар. ассоциация ун-тов, Междунар. ассоциация профессоров и доцентов и др.) проводит большую работу по установлению эквивалентности аттестатов зрелости, дипломов и учёных степеней в междунар. плане. В 1963 по решению 12-й сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО создан Междунар. ин-т планирования образования (Париж). С 1966 ежегодно проводятся совещания министров высшего и ср. спец. образования социалистич. стран по важнейшим проблемам В. о. В 1967 в Вене была проведена конференция министров высшего образования европ. стран по вопросам демократизации В. о. В связи с развивающейся науч.-технич. революцией во многих странах разрабатываются, а в нек-рых осуществляются реформы В. о.

Лит.: В. И. Ленин о науке и высшем образовании, [Сост. М. П. Ковалев. Н. Ф. Краснов, М. Г. Галкин], М., 1967; Высшая школа СССР за 50 лет. Под ред. В. П. Елютина, М., 1967; Калинин М. И., О преподавании основ марксизма-ленинизма в вузах, в его кн.: О коммунистическом воспитании. Избранные речи и статьи, [М.], 1958, с. 447 - 455; Е л ю т и н В. П., Высшая школа страны социализма, М., 1959; Бутягин А. С. и Салтанов Ю. А., Университетское образование в СССР, М., 1957; Менделеев Д. И., Народное просвещение и высшее образование, Соч., т. 23, Л.- М., 1952; Медынский Е. Н., Высшее техническое и с.-х. образование в дореволюционной России, "Высшая техническая школа", 1935, № 4 - 5; П а р а и л В. А., Инженерно-техническое образование в США, М., 1969; Высшая школа. Сб. основных постановлений, приказов и инструкций. Под ред. Е. И. Войленко, ч. 1-2, М., 1965. А. И. Богомолов.

ВЫСШИЕ ЖЕНСКИЕ КУРСЫ, высшие женские учебные заведения в дореволюц. России. Возникли под влиянием революц.-демократич. движения 60-х гг. 19 в. Первые В. ж. VK. с разрешения правительства были открыты в 1869 (Аларчинские в Петербурге и Лубянские в Москве). Одним из этапов борьбы за женский ун-т была организация в Петербурге в 1870 систематических "Публичных лекций" для мужчин и женщин. Эти лекции получили назв. "Владимирских курсов" (по имени Владимирского уч-ща, где они помещались). За деятельностью В. ж. к. был установлен надзор.

В 1872 были открыты Высшие женские мед. курсы при Медико-хирургич. академии в Петербурге и В. ж. к. профессора Моск. ун-та В. Н. Герье в Москве. Открывшиеся в 1876 в Казани и в 1878 в Киеве В. ж. к. имели по 2 ф-та: физикоматем. и ист.-филологический. В 1878 в Петербурге кружком прогрессивной интеллигенции во главе с учёным и обществ, деятелем А. К. Бекетовым были учреждены Бестужевские В. ж. к. (названы по имени профессора рус. истории К. Н. Бестужева-Рюмина, к-рый был их официальным учредителем и возглавлял курсы в 1878-82).

После подавления революц.-демократич. движения 70-х гг. царское пр-во в 1881 решило закрыть В. ж. к. В 1886 по распоряжению Мин-ва нар. просвещения приём на В. ж. к. был прекращён. Возрождение В. ж. к. связано с революц. движением кон. 19 - нач. 20 вв. В Петербурге и в Москве были восстановлены нек-рые В. ж. к., стали открываться новые, однако с целым рядом ограничений. В течение 1905-16 В. ж. к. были созданы в Одессе, Харькове, Киеве, Варшаве, Дерпте, Казани, Тбилиси, Новочеркасске, Томске. Курсы не финансировались пр-вом и существовали на благотворительные средства и плату за обучение. Выпускницы курсов получали право преподавать в женских ср. уч. заведениях и в младших классах мужских ср. школ. В. ж. к. сыграли значит, роль в развитии женского образования в России, особенно курсы Герье и Бестужевские курсы. Бестужевские курсы были по существу первым женским ун-том в России.

На В. ж. к. учились многие деятельницы революц. движения, напр, на Бестужевских курсах - Н. К. Крупская, А. И. Елизарова-Ульянова, П. Ф. Кудели, К. Н. Самойлова, Л. А. Фотиева, один из организаторов Болгарской компартии Н. Благоева и др. Многие курсистки участвовали в народовольческом движении и в первых марксистских кружках.

После Великой Окт. социалистич. революции В. ж. к. как особый тип вуза перестали существовать.

Мит. .Лихачева E.t Материалы для истории женского образования в России, [кн.] 2, СПБ, 1893; Некрасова Е., Из прошлого женских курсов, М., 1886; Высшие женские курсы в С.-Петербурге. Краткая историческая записка 1878 -1903 гг., 3 изд., [СПБ], 1903; Мижуев П. Г., Женский вопрос и женское движение, СПБ, 1906; Кудрявцева А. А. и Цветаева Е. М., Высшие женские Голицынские сельскохозяйственные курсы, "Вестник высшей школы", 1958, № 10; Б о б р о в а Л. А., "Высшие женские курсы профессора Герье" в Москве (1872 - 1888), в кн.: Труды Московского историко-архивного ин-та, т. 16, М., 1961.

ВЫСШИЕ МЛЕКОПИТАЮЩИЕ, инфракласс позвоночных животных; то же, что плацентарные.

ВЫСШИЕ НАЧАЛЬНЫЕ УЧИЛИЩА, учебные заведения дореволюц. России, возникшие по Положению 25 июня 1912 взамен 3- и 4-классных городских училищ. Состояли из 4 классов с годичным курсом в каждом. Существовали мужские, женские и небольшое число смешанных В. н. у. Обучаться в В. н. у. могли дети средних слоев гор. населения в возрасте 10-13 лет, окончившие нач. школу. В уч-щах преподавались: закон божий, рус. язык и словесность, арифметика и начала алгебры, геометрия, география, история России со сведениями из всеобщей истории, естествознание и физика, рисование и черчение, физич. упражнения (в женских, кроме того, рукоделие). Учащиеся В. н. у., прошедшие курс 1-го и 2-го классов, имели право поступить соответственно во 2-й и 3-й классы ср. общеобразоват. школы (для поступления в 3-й класс требовалась сдача экзамена по иностр. и древним яз., что нередко служило преградой к продолжению образования в ср. школе).

При В. н. у. иногда имелись дополнит, классы или курсы: пед., с.-х., ремесленные, бухгалтерские, почтово-телеграфные и др., с 1- или 2-летним сроком обучения. В. н. у. просуществовали до Великой Окт. революции.

ВЫСШИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ КУРСЫ, стационарные курсы по подготовке преподавателей для ср. общеобразоват. и профессиональных уч. заведений из числа окончивших ун-ты. В дореволюц. России к В. п. к. относились женские (фребелевские) курсы и 2-годичные пед. курсы при 6 уч. округах.

В СССР первые В. п. к. были организованы Наркомпросом РСФСР в 1920 для преподавателей школ 2-й ступени, со сроком обучения 4 мес., в 1921 срок для обучения был продлён до 1 г. С 1922 эти курсы получили наименование Высших науч.-пед. курсов; на их базе в 1924 возникли Высшие науч.-пед. курсы при пед. ф-те 2-го МГУ; они готовили не только преподавателей педагогики и методик отд. предметов для ср. спец. уч. заведений, но и науч. кадры. Активное участие в их работе принимали П. П. Блонский, А. Г. Калашников, Е. Н. Медынский, А. П. Пинкевич и др. видные педагоги. После реорганизации 2-го МГУ в пед. ин-т В. п. к. продолжали свою работу в составе этого ин-та (ныне Моск. гос. пед. ин-т им. В. И. Ленина) до 1933 и готовили преподавателей пед. дисциплин для педтехникумов, инспекторов-методистов для отделов нар. образования и др.

В 1944-52 при Моск. гос. пед. ин-те им. В. И. Ленина были организованы В. п. к. с одногодичным сроком обучения для подготовки преподавателей пед. училищ по специальным предметам.

В 1924-40 В. п. к. также организовывались при нек-рых вузах для лиц, окончивших эти вузы; они изучали в течение 1-2 лет психологию, педагогику, методику преподавания спец. дисциплин. Такие курсы существовали при Ленингр. технологич. ин-те (1921-30), Ленингр. с.-х. ин-те (1925-29), С.-х. академии им. К. А. Тимирязева (1924-29), Высших художеств.-технич. мастерских(1926-27).

В. п. к. при Ин-те нар. хозяйства им. Г. В. Плеханова (1925-29) готовили пед. кадры для уч. заведений Центросоюза, в дальнейшем они были преобразованы в Высший пед. ин-т прикладной экономики и товароведения, к-рый функционировал до 1935.

В 1938-40 В. п. к. работали при Моск. ин-те сов. кооперативной торговли (со сроком обучения от 6 мес. до 1г.). В системе Центросоюза в Москве (1944-59) В. п. к. готовили преподавателей для техникумов и школ потребкооперации.

В 1967 В. п. к. были созданы при АПН СССР в целях переподготовки преподавателей педагогики и психологии ун-тов и пед. ин-тов. В 1969 преобразованы в Ин-т повышения квалификации преподавателей пед. дисциплин ун-тов и пед. нн-тов при АПН СССР.

М. Ф. Шабаева.

ВЫСШИЕ ПРОФСОЮЗНЫЕ ШКОЛЫ, 1) высшая школа профсоюзного движения (ВШПД) в Москве, высшее учебное заведение по подготовке квалифицированных профсоюзных работников. Организована в апр. 1919. Окончившим ВШПД присваивается квалификация экономиста по труду. Школа имеет очную и заочную аспирантуру по истории профдвижения в СССР и за рубежом, политэкономии и экономике труда; при школе функционируют курсы повышения квалификации профсоюзных работников, а также курсы для профактивистов стран Азии, Африки и Лат. Америки. В 1969 награждена орденом Трудового Красного Знамени. 2) Высшая профсоюзная школа (ВПШ) в Ленинграде, высшее учебное заведение, готовит кадры для культ-отделов советов и комитетов профсоюзов и др. профсоюзных органов. Окончившим школу присваивается квалификация организатор-методист культурномассовой работы высшей квалификации.

Правом поступления в В. п. ш. на очное отделение пользуются члены профсоюзов в возрасте до 35 лет (на заочное отделение - без ограничения возраста), имеющие законченное ср. образование и опыт профсоюзной работы. Срок обучения на очном отделении - 4 г., на заочном - 5 лет. П. А. Петров.

ВЫСШИЕ РАСТЕНИЯ, зародышевые растения (Embryobionta, Embryophyta), побеговые растения (Cormophyta, Cormobionta), теломные растения (Telomophyta, Telomobionta), одно из двух подцарств растительного мира. Объединяет не менее 300 тыс. видов растений след, групп (отделов): риниовидные (псилофитовые), моховидные (печёночники и мхи), псилотовидные (псилотум и тмезиптерис), плауновидные, хвощевидные, папоротники, голосеменные и цветковые, или покрытосеменные, растения. В отличие от низших растений, В. р. представляют собой сложно дифференцированные многоклеточные организмы, приспособленные к жизни в наземной среде (за исключением немногочисл. и явно вторичных водных форм), с правильным чередованием двух поколений: полового (гаметофит) и бесполого (спорофит). На спорофитах В. р. развиваются многоклеточные спорангии, в к-рых образуются неподвижные споры, на гаметофитах - многоклеточные половые органы (гаметангии), однако у нек-рых голосеменных (роды гнетум и вельвичия) и у всех цветковых растений гаметангии в процессе эволюции исчезли.

Спорангии одинаковые или чаще дифференцированы на 2 типа (микроспорангии и мегаспорангии), гаметангии - всегда двух типов - мужские (антеридии) и женские (архегонии). Как антеридии, так и архегонии защищены многоклеточными стенками. Женская гамета (яйцеклетка) всегда одна, неподвижна. Зигота у В. -р. развивается в многоклеточный зародыш, к-рый проходит первые стадии развития внутри женского гаметофита. Спорофит у В. р., как правило, расчленён на 3 осн. органа - лист, стебель и корень.

В большинстве случаев у В. р. развивается спец. проводящая ткань - ксилема и флоэма, у нек-рых групп редуцировавшаяся. Имеется эпидерма с кутикулой и типичными устьицами. Хлорофилл у В. р. не содержит дополнит, пигментов, окраска фотосинтезирующих частей зелёная. Предками В. р. были какие-то морские водоросли. Достоверные ископаемые остатки В. р. известны начиная с силура.

Лит. . Г о л е н к и н М. И., Курс высших растений, М.- Л., 1937; Криштофович А. Н., Палеоботаника, 4 изд., Л., 1957; Мейер К. И., Морфогения высших растений, [М.], 1958; Тахтаджян А. Л., Высшие растения, т. 1, М.- Л., 1956; Козо-Полянский Б. М., Курс систематики высших растений, Воронеж, 1965; Lawrence G. Н. М., Taxonomy of vascular plants, N. Y., [I960]; E n g 1 e r A., Syllabus der Pflanzenfamilien, 12 Aufl., Bd 1 - 2, В., 1954-64; Zimmermann W., Die Phylogenie der Pflanzen, 2 Aufl., Stuttg., 1959; N о v a k F. A., Vyssi rostliny, Praha, 1961. А. Л. Тахтаджян.

ВЫСШИЕ УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ, вузы, готовят специалистов высшей квалификации, науч. и пед. кадры для различных отраслей х-ва, науки и культуры; ведут науч. работу теоретич. и прикладного характера, являющуюся основой подготовки специалистов; осуществляют повышение квалификации преподавателей высшей и ср. спец. школы и специалистов, занятых в различных отраслях пром-сти, сельского хозяйства, культуры и др.

К вузам относятся университеты, политехнические институты, индустриальные институты, отраслевые институты разного профиля (инж., с.-х., мед., пед., художеств., экономич. и др.), высшие военные учебные заведения и др. Во многих странах, помимо светских вузов, существуют различного типа высшие духовные учебные заведения.

Нек-рые вузы называются академиями (С.-х. академия им. К. А. Тимирязева, воен. академии), высшими училищами (Моск. высшее технич. уч-ще им. Н. Э. Баумана, высшие инж. морские уч-ща и др.), консерваториями, щколами (Школа-студия им. В. И. Немировича-Данченко при МХАТСССРим. М. Горького), в ряде стран - колледжами и др.

Ун-ты готовят преим. специалистов по Гуманитарным и естественнонауч. специальностям, а нек-рые - также инж. и мед. кадры; в политехнич. ин-тах и др. технич. вузах сосредоточена подготовка инж. кадров различного профиля; в отраслевых ин-тах готовятся специалисты для определённой отрасли нар. х-ва, науки, культуры - агрономы, экономисты, юристы, врачи, учителя, художники, актёры и др.

Понятия "высшая школа", "В. у. з." были не равнозначными в различные эпохи и в разных странах. Значит, разница в уровнях высшего образования, в целях и методах подготовки специалистов, в сроках их обучения существует и в наст, время, т. к. развитие высшей школы в каждой стране тесно связано с её экономич. и социально-политич. строем.

Исторический очерк. Высшие для своего времени (философские) школы возникли в 3-5 вв. до н. э. в Афинах и Риме. Первой высшей школой, получившей назв. университета (в кодексе Феодосия, 438), была филос. школа, открытая в 425 в Константинополе. Как тип высшего уч. заведения ун-ты появились значительно позже: в 11 -12 вв. в Италии (Салерно и Болонья), во Франции (Париж, нач. 12 в.), в кон. 12 - нач. 13 вв. в Испании (Саламанка) и Англии (Оксфорд).

Первыми высшими школами на территории СССР были Колхидская - 4 в., Икалтойская, Гермская и Гелатская академии в Грузии - 11-12 вв. В 13-14 вв. возникли ун-ты в Англии (Кембридж, 1209), Италии (Неаполь, 1224, Рим, 1303), Португалии (Коимбра и Лисабон, 1290), Испании (Вальядолид, 1346), Чехии (Прага, 1348), Польше (Краков, 1364), Австрии (Вена, 1365), Германии (Гейдельберг, 1386, Кёльн, 1388) и др. В эпоху Возрождения ун-ты были созданы во мн. крупнейших городах Зап. и Центр. Европы - в Барселоне (1450), Фрейбурге (1457), Базеле (1460), Мюнхене (1472), Упсале (1477), Мадриде (1508), Йене (1558), Женеве (15591 Эдинбурге (1583), Дублине (1591), Любляне (1595) и др.

В 1579 была открыта Вильнюсская академия, наделённая университетскими правами и привилегиями (реорганизованная впоследствии в ун-т).

В 1-й пол. 17 в. создаются ун-ты в Кордове (1613), Амстердаме (1632), Будапеште (1635), Кембридже - Гарвардский колледж (1636). В 1632 основана Киева-Могилянская академия, в 1661 - Львовский и в 1669 Загребский ун-ты, в 1687 - Славяно-греко-латинская академия в Москве.

В кон. 17 - нач. 18 вв. общий прогресс знаний, необходимых для нужд материального произ-ва, торговли, мореплавания, раскрепощение науки от власти религии, становление естественных наук, достижения математики, физики, астрономии, бурный рост пром-сти и культуры способствовали развитию ун-тов (Иельский, 1701, Каракасский, 1725, Гаванский, 1728, Гёттингенский, 1737, Пенсильванский, 1740, Колумбийский в Нью-Йорке, 1754, Боннский, 1786, и др.) и обусловили организацию высших для того времени специализированных школ: Школа математических и навигацких наук в Москве (1701), Морская академия в Петербурге (1715), Высшая горная школа в Остраве (1716), Нац. школа мостов и дорог в Париже (1747), Фрейбергская горная академия (1766), Горное уч-ще в Петербурге (1773, ныне Ленингр. горный ин-т), Землемерное уч-ще в Москве (1779, от него ведут свою историю Моск. ин-т геодезии, картографии и аэрофотосъёмки и Ин-т инженеров землеустройства), Медико-хирургич. академия в Петербурге (1798). В 1725 был основан первый рус. ун-т при Академии наук в Петербурге - Академический университет и в 1755 по инициативе М. В. Ломоносова Московский университет.

С развитием капитализма и крупной машинной индустрии в 19 - нач. 20 вв. ун-ты, инженерные и др. отраслевые вузы были созданы во многих странах мира, напр, ун-ты: в Буэнос-Айресе (1821), Торонто (1827), Афинах (1837), Сантьяго (основан в 1738, реорганизован в 1843), Монтевидео (1849), Сиднее (1850), Цюрихе (1855), Бомбее и Калькутте (1857), Бухаресте (1864), Калифорнии (1868), Токио и Стокгольме(1877), Алжире(1879), Пекине (1898), Каире (1908) и др.; политехнич. ин-ты в Афинах (1836), Делфте (1842), Будапеште (1856), технологич. ин-т в Массачусетсе (1861) и др.

В России в нач. 19 в. были основаны: Дерптский (Тартуский) ун-т (1802), Лесной ин-т в Петербурге (1803), ун-ты в Казани (1804), Харькове (1805), Лазаревский ин-т вост. языков в Москве (1815). В Петербурге открылись: Ин-т инженеров путей сообщения (ныне Ленингр. ин-т инженеров ж.-д. транспорта) - в 1809, Главный педагогический институт - в 1816, университет - в 1819 (ныне Ленинградский университет им. А. А.Жданова), Технологич. ин-т (1828). В 1830 осн. Моск. высшее технич. уч-ще.

В годы наступившей после разгрома восстания декабристов (1825) политической реакции была отменена автономия, к-рой пользовались ун-ты с нач. 19 в.; в 1832 закрыт Вильнюсский ун-т. В последующие два десятилетия было основано всего несколько вузов: Ин-т гражд. инженеров в Петербурге (1832, ныне Ленингр. инж.-строит, ин-т), Киевский ун-т (1834), ветеринарные ин-ты в Дерпте (1849), Харькове (1851).

Революционно-демократическое движение 60-х гг. 19 в., отмена крепостного права, развитие промышленности способствовали организации новых вузов: Рижский политехнич. ин-т (1862), Петровская земледельческая и лесная академия в Москве (1865, ныне С.-х. академия им. К. А. Тимирязева), Новороссийский ун-т в Одессе (1865), Ист.-филологич. ин-т в Петербурге (1867) и др. По уставу 1863 ун-там была возвращена автономия. В 70-80-х гг., несмотря на реакцию, приостановившую развитие высшей школы (по уставу 1884 вновь была отменена университетская автономия), открылось ещё несколько вузов: Харьковский технологич. ин-т (1885), Томский ун-т (1888), Ёкатеринославский горный ин-т (1889) и др., а также высшие женские курсы. Революц. движение кон. 19 - нач. 20 вв. оживило деятельность высшей школы. Царское пр-во было вынуждено разрешить студенческие организации, ввести выборность ректора и деканов. Были основаны: политехнич. ин-ты в Киеве (1898), Петербурге (1902), Донской (1909, в Новочеркасске), технологич. ин-т в Томске (1900), ун-т в Саратове (1909), ок. 30 высших женских курсов (среди к-рых преобладали курсы университетского типа), Женский пед. ин-т (1903) и Пед. академия (1908) в Петербурге, Педагогический институт имени П. Г. Шелапутина в Москве (1911). В 1908 в Москве на частные и обществ, средства был открыт Нар. ун-т Шанявского (см. Шанявского университет). Однако вузы попрежнему не удовлетворяли потребностей страны в специалистах и оставались недоступными для народа. В 1914/15 уч. г. в России насчитывалось всего 105 вузов (127,4 тыс. студентов), к-рые были расположены гл. обр. в Петрограде, Москве, Киеве, Харькове.

Вузы в СССР. Великая Окт. социалистич. революция коренным образом изменила систему высшей школы, классовый и нац. состав студенчества. Сов. пр-во поставило перед вузами задачу подготовки высококвалифицированных специалистов из трудового народа для работы в различных отраслях нар. х-ва, науки, культуры. Декретом СНК РСФСР от 11 дек. 1917, подписанным В. И. Лениным, все уч: заведения, в т. ч. вузы, были переданы в ведение Наркомпроса. Чтобы помочь рабочей и крестьянской молодёжи завершить общее ср. образование и подготовиться к поступлению в вузы, были открыты рабочие факультеты, сыгравшие значительную роль в изменении классового состава студенчества (напр., в 1925-26 выпускники рабфаков составляли 40% всех принятых в вузы).

Особое внимание уделялось ун-там как научным, учебным и культ.-просветит, центрам. В 1918 были открыты ун-ты в Н. Новгороде (ныне Горький), Днепропетровске, Воронеже, Иркутске, Тбилиси, Ташкенте, Баку, Ереване, Свердловске, Минске и др. Одновременно стали создаваться и специализированные вузы разного профиля. Уже в 1922/23 уч. г. в стране насчитывалось 248 вузов (216,7 тыс. студентов). Для подготовки науч.-пед. и науч. кадров в 1925 в вузах организована аспирантура. В 1928 при ВСНХ СССР создано Главное управление высших и средних технич. уч. заведений (Главвтуз). В 1928-30 в целях приближения вузов к нар. х-ву они были переданы в ведение соответствующих наркоматов. К кон. первой пятилетки, в 1931/32уч. г., количество вузов в СССР достигло 701 (405,9 тыс. студентов). На базе крупных многофакультетных вузов в нач. 30-х гг. созданы отраслевые ин-ты, напр. на базе Моск. горной академии (осн. в 1918 по инициативе В. И. Ленина)- горный, геологоразведочный, нефтяной и торфяной ин-ты, ин-т стали и ин-т цветных металлов и золота; на базе Моск. высшего технич. уч-ща - механико-машиностроит., аэромеханич., энергетич. и др. ин-ты. Открылись горные и металлургич. ин-ты и ф-ты в Сибири, Донбассе и др. р-нах страны; авиац., станко-инструмент., транспорта и связи, химико-технологич. ин-ты в Москве, Киеве, Харькове, Одессе, Горьком, Ростове-на-Дону, Днепропетровске и др. городах. Наряду с отраслевыми стали создаваться и политехнич. ин-ты, напр, в Куйбышеве и Ереване. В 1930 организуются строит, вузы. В 1932 для общего руководства втузами при ЦИК СССР создан Всесоюзный к-т по высшему технич. образованию (ВКВТО). На базе ун-тов в нач. 30-х гг. основано св. 40 пед., мед., экономич. и др. ин-тов, при вузах (преим. гуманитарных) стали создаваться вечерние и заочные факультеты и отделения, открылись первые самостоятельные вечерние и заочные институты. В 20-30-е гг. деятельность вузов регламентировалась Положением о высших учебных заведениях РСФСР, утверждённым Совнаркомом РСФСР 3 июля 1922. В 1936 в связи с широким развитием всех отраслей высшего образования вместо ВКВТО учреждён Всесоюзный комитет по делам высшей школы. В 1938 утверждён типовой устав вуза, определивший его структуру и содержание работы.

Становление сов. высшей школы неразрывно связано с именем В. И. Ленина, её развитие в 20-40-е гг. - с именами А. В. Луначарского, Н. К. Крупской, Г. М. Кржижановского, М. Н. Покровского, А. С. Бубнова, И. И. Межлаука, Ф. Н. Петрова и др. видных государственных деятелей и деятелей нар. образования и культуры.

В 1940/41 уч. г. в вузах СССР обучалось 811,7 тыс. студентов, из них на дневных отделениях - 558,1 тыс., на вечерних - 26,9 тыс. и на заочных - 226,7 тыс. чел. Выпуск специалистов в 1940 составил 126,1 тыс. чел.

В годы Великой Отечественной войны 1941-45 значительный ущерб советской высшей школе нанесла немецко-фашистская оккупация. Многие вузы были разрушены, часть вузов перебазирована в восточные районы страны. Чтобы не допустить снижения подготовки специалистов с высшим образованием, уже в 1943/44 уч. г. в вост. р-нах СССР открылось более 50 вузов.

В 50-е гг. в целях повышения качества подготовки специалистов некоторые ин-ты, не располагавшие материально-технич. и уч.-науч. базой, соответствующей новому этапу развития сов. высшей школы, были объединены с крупными вузами (напр., нек-рые юридич. и пед. ин-ты - с ун-тами, учительские ин-ты с педагогическими), в то же время были основаны новые ун-ты, политехнич. и отраслевые ин-ты. Науч.-технич. прогресс, автоматизация произ-ва, бурное развитие пром-сти и с. х-ва в 50-60-е гг. обусловили организацию вузов, ф-тов, специальностей новых профилей - по радиоэлектронике и электронной технике,автоматике и вычислит, технике, биофизике, биохимии и др. В Москве, Томске, Харькове, Минске, Новосибирске, Таганроге и др. городах открылись специализированные ин-ты - радиотехнич., электротехнич., инж.-физ., физ.-технич., электронной техники; на базе крупных пром. предприятий были организованы заводы-втузы. Расширилась подготовка кадров с высшим инженерно-строит., экономич., химико-технологич. образованием, специалистов для сферы обслуживания населения и др. Новые вузы соответствующего профиля, как правило, создаются в промышленно-экономич. центрах страны.

В 1970 в СССР было 805 вузов (4580 тыс. студентов), в т. ч. в РСФСР-457 (2671 тыс.), УССР - 138 (806,6 тыс.), БССР - 28 (140,1 тыс.), Узб. ССР - 38 (232,9 тыс.), Казах. ССР-44 (198,9 тыс.), Груз. ССР-18 (89,3 тыс.), Азерб. ССР- 13 (100,1 тыс.), Литов. ССР - 12 (57,0 тыс.), Молд. ССР - 8 (44,8 тыс.), Латв. ССР - 10 (40,8 тыс.), Кирг. ССР- 9 (48,4 тыс.), Тадж. ССР - 7 (44,5 тыс.), Арм. ССР - 12 (54,4 тыс.), Турки. ССР - 5 (29,1 тыс.), Эст. ССР - 6 (22,1 тыс.). Сеть вузов включала: 51 ун-т, 201 отраслевой вуз пром-сти и строительства, 37 - транспорта и связи, 98 - с. х-ва, 50 - экономики и права, 99 - здравоохранения и физич. культуры, 216 - просвещения и культуры, 53 - иск-ва и кинематографии.

В 1969/70 уч. г. на дневных отделениях вузов обучалось 2139 тыс. студентов, на вечерних - 668 тыс. и 1742 тыс.- заочно; по отраслевым группам вузов студенты распределялись след, образом: в ин-тах пром-сти и строительства - 1805,4 тыс., транспорта, радиотехники и связи - 251,9 тыс., сельского х-ва - 432,6 тыс., экономики и права - 334,2 тыс., здравоохранения и физич. культуры - 309,2 тыс., просвещения - 1374,4 тыс. (в т. ч. в ун-тах- 489,5 тыс.), иск-ва и кинематографии-41,8 тыс.

В 1970 вузы выпустили 630,6 тыс. специалистов и приняли 911,3 тыс. чел. (в т. ч. на дневные отделения - 500,7 тыс. чел.); в аспирантуре вузов обучалось св. 57 тыс. чел. (в т. ч. ок. 20,5 тыс. без отрыва от производства), в том же году аспирантуру окончило ок. 15,2 тыс. чел. За 1918-69 высшая школа подготовила 8,5 млн. специалистов.

На январь 1970 в нар. х-ве работало св. 7,5 млн. чел. с высшим образованием. За успехи в подготовке специалистов и в развитии науки, техники, культуры 93 вуза награждены орденами СССР (1971).

Право на обучение в вузах гарантируется Конституцией СССР всем гражданам независимо от расы, национальности, пола, имуществ. и социального положения и вероисповедания и обеспечивается широким развитием сети вузов, бесплатностью образования (включая все виды уч. занятий), системой гос. стипендий (их получает подавляющее большинство студентов - св. 70%), назначаемых за отличную и хорошую успеваемость. Иногородние студенты, как правило, обеспечиваются общежитием. В СССР действуют единые правила приёма. В вузы принимаются лица в возрасте до 35 лет (в вечерние и заочные вузы и ф-ты-без ограничения возраста), имеющие законченное ср. образование. Все поступающие в вузы держат вступительные конкурсные экзамены по предметам, наиболее близким к избранной специальности, родному яз. и лит-ре, а также одному из: иностранных яз. (при поступлении на филологич. и нек-рые др. гуманитарные специальности). В консерваториях, вузах иск-в и физкультурных ин-тах, кроме того, сдаётся экзамен по специальности. В помощь поступающим в вузы ежегодно издаются массовым тиражом различного типа справочники и уч. пособия, организуются многочисленные подготовит, отделения и курсы при вузах, на предприятиях, стройках и т. п. Вступительные экзамены в вузы обычно проводятся в августе, а в заочные и вечерние вузы с сезонным характером работы - в разные сроки с октября по февраль. Нек-рыми преимуществами при зачислении в вуз пользуются лица, имеющие стаж практич. работы не менее 2 лет, демобилизованные из Сов. Армии, направленные на дневное обучение предприятиями, организациями, колхозами, совхозами и др., а также окончившие ср. школу с золотой медалью или ср. спец. уч. заведения с отличием. Без вступительных экзаменов зачисляются лица, успешно выдержавшие выпускные экзамены на подготовительных отделениях, созданных при вузах (пост. ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 20 августа 1969) для молодёжи из рабочих, колхозников и демобилизованных военнослужащих (к началу 1970/71 уч. года работало ок. 500 подготовительных отделений, на к-рые было принято св. 60 тыс. чел.). Иностр. граждане, постоянно проживающие на терр. СССР, поступают в вузы на общих основаниях. Приём иностранных граждан производится также и на основе соответствующих договоров и соглашений.

Структура и содержание работы вузов определены Положением о высших учебных заведениях СССР, утверждённым постановлением Сов. Мин. СССР от 22 янв. 1969, № 64. Во главе вуза стоиг ректор. Учебной и научной работой вуза руководят проректоры. Вузы состоят из факультетов, к-рые осуществляют подготовку студентов и аспирантов по одной или неск. родственным специальностям, повышение квалификации специалистов соответствующей отрасли нар. х-ва и культуры, а также руководство н.-и. деятельностью кафедр, ведущих уч.-методич. и н.-и. работу по одной или смежным дисциплинам. В ряде вузов имеются общетехнич. ф-ты - для общеинженерной подготовки студентов. Факультет возглавляется деканом. Структурными подразделениями вузов являются также их филиалы и учебно-консультационные пункты, организуемые для оказания уч. помощи студентам-заочникам по месту их работы и жительства. Для рассмотрения осн. вопросов деятельности вуза (ф-та) при ректоре (декане) организуется совет вуза, ф-та (см. Совет вуза и научного учреждения). В вузах, к-рым Высшей аттестационной комиссией предоставлено право принимать к защите кандидатские или докторские диссертации, созданы советы по присуждению учёных степеней.

Для профессорско-преподават. состава вузов установлены должности: зав. кафедрой, профессора (а также профессора-консультанта), доцента, старшего преподавателя, преподавателя, ассистента, к-рые (кроме должности профессора-консультанта) замещаются по конкурсу через каждые 5 лет (все решения по конкурсу принимаются советом вуза тайным голосованием). В 1970 в вузах, н.-и. и др. учреждениях СССР работало 883,4 тыс. профессоров и преподавателей, в т.ч. 21,8 тыс. докторов наук и 205,4 тыс. кандидатов наук.

Вузы организуют уч. процесс по уч. планам и программам, к-рые разрабатываются ведущими учёными, обсуждаются советами вузов и утверждаются Мин-вом высшего и ср. спец. образования СССР. Нек-рые крупнейшие вузы страны работают по индивидуальным планам, позволяющим осуществлять подготовку специалистов на основе передового опыта сложившихся в этих вузах науч. школ.

Посещение занятий в вузах обязательное. Уч. год (42 уч. недели) состоит из двух семестров, заканчивающихся экзаменац. сессиями. Недельная нагрузка студентов обязательными уч. занятиями (лекциями, практикумами, семинарами) ограничена 24-34 ч. Курс обучения в вузах (рассчитанный на 4-6, преим. 5 лет) заканчивается сдачей гос. экзаменов или защитой дипломных проектов (работ), в ун-тах и некоторых отраслевых вузах наряду с государственными экзаменами защищаются и дипломные работы. (О содержании обучения и организации уч. процесса в вузах см. Высшее образование и статьи об отраслях спец. образования, напр. Архитектурное образование, Геодезическое образование.)

Окончившим вуз присваивается квалификация, соответствующая полученной специальности: физик, радиофизик, математик, химик, физик и преподаватель физики, филолог и преподаватель рус. языка и лит-ры (в ун-те), учитель по определённому предмету (в пед. ин-тах), врач, учёный агроном, радиоинженер, инженер-механик(-технолог, -энергетик, -физик, -геолог, -металлург, -экономист, -строитель), архитектор, актёр, режиссёр и т. д.; в 1971 насчитывалось св. 400 вузовских специальностей. По науч. уровню эта квалификация, как правило, эквивалентна академич. степени магистра наук (или другой соответствующей ей), присваиваемой выпускникам зарубежных вузов. Выпускники вузов (независимо от формы обучения - дневной, вечерней, заочной) получают диплом единого образца, дающий одинаковые права специалистам.

Вузы осуществляют повышение квалификации специалистов. На 120 ф-тах и в 6 ин-тах (1971), созданных при вузах, ведётся повышение квалификации преподавателей высшей школы. Кроме того, действует 70 ф-тов повышения квалификации специалистов нар. х-ва. В вузах имеются н.-и. отделы, проблемные (в 1971 - св. 400) и отраслевые (в 1971 - св. 500) лаборатории для решения важнейших задач науки и техники. В составе крупнейших вузов работают н.-и. ин-ты и конструкторские бюро (в 1971 было 48 таких н.-и. ин-тов). Значительное развитие получила н.-и. и проектно-конструкторская работа студентов. Почти в каждом вузе имеется научное студенческое об-во, где студенты под руководством профессоров и преподавателей занимаются экспериментальными и науч. исследо

ваниями, реферируют новые науч работы и т. д. Во многих вузах организованы студенческие конструкторские и технологич. бюро. В 1971 в науч. об-вах, бюро и кружках работало св. 600 тыс. студентов. Научные и др. студенческие об-ва являются эффективной формой участия студенчества в н.-и. и практич. работе кафедр. Они действуют под руководством партийных, профсоюзных и комсомольских орг-ций на основе самоуправления, развития инициативы и активности студенчества; деятельность их координируется Всесоюзным, республиканскими и городскими советами по науч. работе студентов.

Студенты привлекаются к управлению вузами - представители студенческих организаций входят в состав советов вузов (ф-тов), являются членами студенческих комиссий по распределению стипендий. Во многих вузах получили широкое развитие студенческие строит, отряды и студенческие клубы, театры, ансамбли, спортивные об-ва (в 1971 св. 1 млн. студентов являлись членами об-ва "Буревестник"). Ежегодно проводятся всесоюзные студенческие спартакиады и различные конкурсы. Обществ, и науч. организации, объединяющие студентов, аспирантов, профессорско-преподават. состав и др. работников, действуют на основе своих уставов. Сов. студенты активно участвуют в междунар. молодёжном и студенческом движении. Координационным органом сов. студенческих объединений СССР, представляющим сов. студенчество в Междунар. союзе студентов, является Студенческий совет СССР.

Деятельность вузов направляется и координируется респ. мин-вами высшего и ср. спец. (нар.) образования, а также соответствующими отраслевыми мин-вами и ведомствами с учётом особенностей и потребностей народного хозяйства республики или отрасли хозяйства страны в специалистах. Общее руководство высшей школой осуществляет Мин-во высшего и ср. спец. образования СССР. Науч. труды и опыт работы вузов освещаются в журн. "Известия высших учебных заведений", "Научные доклады высшей школы" и "Вестник высшей школы", в "Учёных записках" и "Трудах" ун-тов и ин-тов. В 1971 издавалось 426 вузовских многотиражных газет. Учебники и уч. пособия для вузов выпускают издательства "Высшая школа", "Просвещение" и др. отраслевые издательства.

В вузах СССР в 1971 обучалось ок. 30 тыс. студентов, аспирантов и стажёров из 126 стран. Обмен студентами осуществляется с США, Великобританией, Францией, Италией, ФРГ и др. странами Европы, Азии, Америки и Африки. В 1960 для подготовки нац. кадров стран Азии, Африки и Лат. Америки в Москве был открыт Университет дружбы народов имени Патриса Лумумбы. В ряде вузов для студентов-иностранцев открыты спец. подготовительные ф-ты для овладения рус. яз. и знаниями в объёме ср. школы.

Развиваются дружеские связи сов. высшей школы с вузами мн. стран мира. Выдающиеся зарубежные учёные, прогрессивные и обществ, деятели состаят почётными профессорами и докторами сов. вузов. Сов. учёные избраны почётными профессорами и докторами вузов многих зарубежных стран. Нек-рые крупнейшие сов. ун-ты являются членами Междунар. ассоциации ун-тов (МАУ).

Сов. высшая школа представлена в Междунар. ассоциации преподавателей рус. языка и лит-ры (МАПРЯЛ). С помощью СССР в 50-е-60-е гг. построены Бомбейский технологич. ин-т в Индии, Рангунский технологич. ин-т в Бирме, Политехнич. ин-т в Конакри (Гвинейская Республика) и др.

Большое развитие вузы получили и в др. социалистич. странах, где они, как и в СССР, находятся в ведении гос-ва. Открыты новые ун-ты и отраслевые ин-ты, позволяющие готовить специалистов в соответствии с потребностями нар. х-ва и культуры. Изменился классовый состав студенчества; женщины обучаются наравне с мужчинами; обучение бесплатное, студенты обеспечиваются гос. стипендией, общежитием.

В капиталистич. странах обычно высшим считается уч. заведение, готовящее специалистов на базе общего ср. образования; чёткой границы между высш. и ср. спец. уч. заведениями, как правило, нет. Наряду с государственными во мн. странах имеются вузы, принадлежащие частным лицам, крупным монополиям, религ. и др. общинам. См. Высшее образование, Среднее специальное образование. С. И. Зиновьев, В. Г. Панов, А. Н. Горшенев.

ВЫСШИЙ КОММУНИСТИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ ПРОСВЕЩЕНИЯ (ВКИП), научно-учебное заведение, готовившее науч. работников и преподавателей пед. дисциплин для вузов и руководящих работников системы нар. образования. Осн. в Москве по постановлению СНК РСФСР от 23 окт. 1931. Срок обучения - Зг. Во ВКИП принимались лица со стажем пребывания в ВКП(б) не менее 7 лет (для рабочих - 5 лет), обладавшие знаниями в объёме вуза (педвуза и комвуза) и имевшие опыт преподават. или культ.-просветит, и руководящей работы. ВКИП разрабатывал методич. и пед. проблемы, принимал к защите диссертации. Имел 4 отделения: пед., педологич., оргплановое и политехническое. Издавал науч. труды, изучал и обобщал опыт работы в области просвещения и т. д. При ВКИП в 1933 был организован Центр, н.-и. ин-т педагогики. В 1938 институт был закрыт.

ВЫСШИЙ ПИЛОТАЖ, полёт на самолёте с выполнением манёвров высшей сложности. К таким манёврам относятся: фигуры В. п. (одинарная горизонтальная замедленная бочка, иммельман с петлей, двойной иммельман, вертикальная восьмёрка и др.), выполняемые одиночным самолётом, а также все виды перевёрнутого полёта и сложного группового полёта. См. Пилотажа высшего фигуры.

ВЫСШИЙ СОВЕТ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА (ВСНХ), учреждён при СНК декретом ВЦИК и СНК от 2(15) дек. 1917 [опубл. 5(18) дек. 1917] для организации всего нар. х-ва и гос. финансов. ВСНХ был первым центр, сов. органом по регулированию и управлению осн. отраслями нар. х-ва. Были образованы гл. комитеты и центры ВСНХ для руководства отраслями пром-сти (Главкожа, Главсахар, Главторф, Главнефть, Центротекстиль, Центрочай и т. д.). На местах созданы губернские, районные (в крупных пром. р-нах) и уездные СНХ. После национализации крупных предприятий (декрет принят 28 июня 1918) во всех отраслях пром-сти ВСНХ был освобождён от планирования и регулирования нар. х-ва в целом, и с осени 1918 ВСНХ фактически становится нар. комиссариатом пром-сти. В годы Гражд. войны всё управление производством, распределение сырья и готовой продукции строго централизовано в главках ВСНХ. Осн. задача ВСНХ в эти годы - обеспечение нужд Красной Армии. В 1922, в связи с образованием СССР, ВСНХ присвоены права объединённого наркомата. В непосредств. ведении ВСНХ СССР оставлены предприятия союзного значения. В ведение ВСНХ союзных и авт. республик и местных СНХ была передана пром-сть респ. и местного значения. С переходом к нэпу ВСНХ осуществляет перестройку управления пром-стью на началах хозрасчёта. В 1923-27 ведущей хоз. орг-цией В системе управления пром-стью становится хозрасчётный пром. трест. ВСНХ устанавливает трестам план, проверяет его выполнение, регулирует рост и движение осн. фондов. Для руководства производств, деятельностью трестов в ВСНХ создаётся центр, управление гос. пром-стью (Цугпром ВСНХ), а в качестве экономич. органа регулирования и планирования - Гл. экономич. управление (ГЭУ ВСНХ). Председателями ВСНХ были: Н. Осинский (В. В. Оболенский) (1917-18), А. И. Рыков (1918-20 и 1923-24), П. А. Богданов (1921 - 1923), Ф. Э. Дзержинский (1924-26), В. В. Куйбышев (1926-30) и Г. К. Орджоникидзе (1930-32). В связи с ростом социалистич. индустрии и новыми задачами, вставшими перед пром-стью в 1932, ВСНХ был разукрупнён и на его базе созданы Наркомтяжпром, Наркомлегпром и Наркомлеспром.

В 1963-65 существовал Высший совет нар. х-ва СССР Совета Министров СССР (ВСНХ СССР) - высший гос. орган по руководству промстью и строительством в стране. Председатели: Д. Ф. Устинов (1963-65); В. Н. Новиков (март - окт. 1965).

Лит. : Советы народного хозяйства и плановые органы в центре и на местах (1917 - 1932). Сборник документов, М., 1957; Дробижев В. 3., Главный штаб социалистической промышленности. (Очерки истории ВСНХ. 1917-1932), М., 1966.

А. А. Воронецкая.

ВЫСЫЛКА, 1) вид уголовного наказания, заключающийся в удалении осуждённого из места его жительства с запрещением проживания в определённых местностях.

По-сов. уголовному праву В. применяется как основное или как дополнит, наказание. В Основах уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик 1968 установлен 5-летний макс, срок В., применяемой в качестве как основного, так и дополнит, наказания. Минимальный срок В- предусмотрен УК союзных республик: 2 года по УК РСФСР, Груз., Кирг., Молд., Укр. и Тадж. ССР и 1 год по УК Азерб., Арм., Белорус., Казах., Латв., Литов., Туркм., Узб. и Эст. ССР.

По УК всех союзных республик В. не применяется к лицам, не достигшим до совершения преступления 18-летнего возраста, а по УК РСФСР, Укр., Белорус., Казах., Латв. и Туркм. ССР - также к беременным женщинам и к женщинам, имеющим на иждивении детей до 8-летнего возраста. Уклонением от В. признаётся самовольное возвращение к месту прежнего жительства или приезд в те места, которые запрещены для проживания. По УК большинства союзных республик самовольное возвращение высланного к месту прежнего жительства или в др. места, запрещённые для проживания, влечёт за собой замену высылки ссылкой на неотбытый срок. В СССР В. как мера наказания применяется крайне редко.

В. известна законодательству большинства бурж. гос-в. Н. А. Стручков.

2) Принудительное удаление иностранца из пределов государства или какого-либо его района по постановлению компетентных органов власти. Под В. иностранцев иногда понимается недопущение гос-вом на свою терр. или в к.-л. из его районов данного иностранца. Право В. иностранцев - одно из неотъемлемых прав каждого суверенного гос-ва.

В. иностранцев может иметь характер персональный (высылка определённого лица) или массовый (высылка группы лиц). Ещё в 1892 в междунар. праве была сделана попытка дать классификацию всех законных оснований для В. иностранцев, вт. ч.: проникновение на терр. данного гос-ва обманным путём и вопреки действующим правилам о въезде; проживание на терр. вопреки определённому запрещению; угроза обществ, здравоохранению или "добрым нравам"; В. нищих, бродяг и др. "обременяющих общество элементов"; В. обвиняемых в серьёзных преступлениях; В. обвиняемых в преступлениях, совершённых за границей, и подлежащих выдаче согласно внутр. законам гос-ва или междунар. договорам; В. нарушающих обществ, безопасность действиями, не подлежащими, однако, наказанию согласно внутр. законам; В. лиц, виновных в нападках в местной прессе, на политический строй гос-ва пребывания; В. лиц, виновных в нападках на гос-во, нацию и т. д. в иностранной прессе; В. виновных в том, что во время войны или перед лицом опасности войны они своим поведением угрожали безопасности гос-ва. Однако в междунар. праве до сих пор не имеется к.-л. общепризнанных норм, устанавливающих законные основания для В. иностранцев. Компетентные органы власти имеют право выслать иностранца в любое время из пределов гос-ва, не давая при этом гос-ву, гражданином к-рого является высылаемый иностранец, никаких объяснений о причинах В. Обычно иностранец после получения предписания о В. покидает страну, не дожидаясь принудит, выдворения за пределы гос. границ. При невозможности покинуть страну в установленный властями срок иностранцу, подлежащему В., может быть предложено проживание в определённой местности и по определённому режиму.

Особый характер носит В. иностранцев во время войны, когда производится массовая В. граждан вражеского гос-ва или его союзников. Законность такой В. иностранцев является общепризнанной в междунар. праве. Во время 1-й и 2-й мировых войн воюющие гос-ва прибегали не столько к В. иностранцев, сколько к их интернированию.

В капиталистич. странах В. нередко приобретает характер репрессий против т. н. нежелательных иностранцев.

В СССР и др. социалистич. странах В. иностранцев допускается лишь в исключит, случаях; как правило, высылаются иностранцы, ведущие антисов. деятельность или нарушающие сов. законодательство. В. И. Менжинский.

ВЫТЕГРА, река в Вологодской обл. РСФСР. Вытекает из Маткозера. Течёт в широком понижении между Андомской и Мегорской возв., впадает в Онежское оз. Дл. 64 км, пл. басc. 1670 км2. В. зарегулирована многочисл. шлюзами, являясь важной частью Волго-Балтийского водного пути. Среднемесячные расходы воды колеблются от 11 до 23 м3/сек. Бывают попуски из оз. Ковжского.

ВЫТЕГРА, город, центр Вытегорского р-на Вологодской обл. РСФСР. Пристань в 15 км от Онежского оз., на трассе Волго-Балтийского водного пути, в 198 км к В. от ж.-д. ст. Лодейное Поле (на линии Волхов - Петрозаводск). Ремонт тракторов и автомобилей, рыбный и молочный з-ды. Лесотехнич. техникум. Краеведч. музей. Город с 1773.

ВЫТЕСНЕНИЕ, защитный механизм психики, к-рый состоит в изгнании из сознания неприемлемых для сознательного "Я" (Эго) переживаний - влечений и импульсов, а также их производных- эмоций, воспоминаний и др. Понятие В. одно из основных в психоанализе и за его пределами не имеет спец. психологич. значения.

Вытесненное из сознания забывается субъектом, но сохраняет в бессознательном присущую ему энергию влечения (катексис психич. энергии). Стремясь вернуться в сознание, вытесненное может ассоциироваться с др. вытесненным материалом, формируя психологич. комплексы. Со стороны Эго требуются постоянные затраты энергии на поддержание В. Нарушение динамич. равновесия при ослаблении защитных механизмов - антикатексисов - может привести к возвращению вытесненного: такие случаи наблюдаются при заболеваниях, интоксикациях (напр., алкогольной), а также в условиях сна. Прямое В., связанное с психич. шоком, может привести к тяжёлым травматич. неврозам; неполное или неудачное В.- к образованию невротич. симптомов. Напротив, полное растворение, исчезновение вытесненного имеет место лишь в редких случаях полной сублимации.

Среди психоаналитиков нет единого мнения о месте В. среди др. защитных механизмов. Первонач. представление о В. как главном и универсальном психич. механизме ныне уступает место взгляду, согласно к-рому В. вступает в действие лишь после того, как не сработают др. механизмы (проекции, изоляции, реактивного образования и мн. др.). Большинство совр. психоаналитиков причиной, вызывающей В., склонно считать страх, к-рым Эго реагирует в ситуациях опасности.

Концепция В. была применена в области этнологии Б. Малиновским (Великобритания).

Лит. : Ф р е и д 3., Вытеснение, в его кн.: Основные психологические теории в психоанализе, пер. с нем., М. -П., 1923, с. 90 - 102; Malinowski В., Sex and repression in savage society, L., 1927; Freud A., The Ego and the mechanisms of defence, N. Y., 1946; Madison P., Freud's repression concept, "International Journal of Psycho-analysis", 1956, v. 37, pt. 1, p. 75-81; Brenner Ch.. The nature and development of the concept of repression in Freud's writings, "Psychoanalytic study of the Child", 1957, v. 12, p. 19 - 46. Д. Н. Ляликов.

ВЫТЕСНЕНИЕ ИЗОБРАЖЕНИЯ, приём монтажного перехода (в кинофильме) от одного изображения к другому, когда на протяжении неск. кадров изображение последующего кадра постепенно заменяет (вытесняет) изображение предыдущего. В. и. обычно получают покадровой киносъёмкой или оптической печатью (см. Трюкмашина) с применением маскя и контрмаски. При первичном экспонировании киноплёнки маска, закрывая одну (малую) часть кадра и оставляя открытой Другую (большую) часть, постепенно (от кадра к кадру) и в нужном направлении закрывает весь кадр (рис. 1,в). Затем экспонированные через маску кадры перематывают обратно, вместо маски устанавливают контрмаску, на к-рой непрозрачные и светлые места обратны таковым на маске, и производят вторичное экспонирование другого изображения в том же направлении и на тех же кадрах (рис. 1,б). В результате получают изображение, приведённое на рис. 1,в. При покадровой съёмке положение маски и контрмаски изменяют по заранее сделанным отметкам, что позволяет получить В. и. самой сложной формы (рис. 2). На аппарате для оптич. печати В. и. получают конпгратипированием с промежуточных позитивов. В этом случае изображение последовательных положений маски и контрмаски заранее снимают на контрастную киноплёнку, с помощью к-рой и создаётся эффект В. и. Б. Ф. Плужников.

Рис. 1. Последовательная замена изображений на четырёх кадрах: а - с применением маски (1-я экспозиция), б -с применением контрмаски (2-я экспозиция), в - в окончательном виде. Смена кадров - сверху вниз.

Рис. 2. Варианты масок. Стрелками указаны направления закрытия кадров маской, пунктиром - промежуточные положения.

ВЫТЕСНЕНИЯ РЕАКЦИИ, то же, что замещения реакции.

ВЫТЕСНИТЕЛЬ, устройство (аппарат) периодического действия, применяющееся для подачи жидкости за счёт вытеснения её давлением другой среды. Существует неск. разновидностей В.

Пневматический насос М о н т е ж ю, или м о н ж у с, состоит из резервуара, оборудованного четырьмя кранами, к к-рым присоединены трубы. При работе насоса жидкость из резервуара вытесняется под действием сжатого воздуха, поступающего из компрессора. При этом жидкость нагнетается в верхний бак. Затем резервуар заполняется жидкостью и цикл повторяется. Этот В. применяется в пищ. пром-сти, в установках для регенерации смазочных масел и др., для подачи жидкости на большую высоту (до 300 м).

Пульсометр (рис.) имеет 2 камеры At и Аг, к к-рым присоединена клапанная коробка с всасывающими и нагнетат. клапанами, и парораспределит. камеру В. В камерах поочерёдно осуществляются процессы всасывания и нагнетания. Всасывание происходит в результате разности между давлением в камере и атм. давлением. Достоинства пульсометров: простота устройства, установки и обслуживания; недостатки - большой относит, расход пара. Пульсометры широко использовались для временных установок в строительстве, с. х-ве и др., для всасывания воды на высоту 7-8 м и нагнетания до 50 м.

Схема пульсометра: A1 и А2 - рабочие камеры; В - парораспределительная камера.

К В. относятся т. н. насосы Гемфри, в к-рых вытеснение воды происходит за счёт давления продуктов сгорания газа, природного или получаемого в газогенераторах. Подобные В. использовались для отсоса больших объёмов воды и перемещения их на небольшие высоты, напр, при орошении и осушении площадей в сельском хозяйстве. В настоящее время заменены более мощными совр. насосами.

Лит.: Горшков А. М., Насосы, М.- Л., 1947; Есьман И. Г., Насосы, 3 изд., М.,1954. Ю. В. Квитковский.

ВЫТРАВНАЯ ПЕЧАТЬ, один из распространённых способов получения рисунка на ткани. При В.п. на поверхность предварительно окрашенной ткани (см. Крашение) наносятся в определённых местах печатные составы, к-рые разрушают окраску, благодаря чему на ткани появляется рисунок. Различают белую и цветную В. п. В первом случае в печатный состав краситель не вводится и после окончания процесса получается белый рисунок на окрашенном фоне, во втором - в состав печатной краски добавляется краситель, устойчивый к действию вещества, разрушающего окраску фона, и получается цветной рисунок на окрашенной ткани. Обычно для цветной В. п. применяют кубовые красители.

Ю. И. Дмитриев.

ВЫТЬ, в России 15-20 вв. термин, обозначавший часть, долю чего-либо; употреблялся в различных значениях: 1) в 16- 17 вв. мелкая единица для раскладки налогов. До 2-й пол. 16 в. не имела определённого зем. размера. В кон. 16- 17 вв. была наиболее распространена В. в 12, 14 и 16 четвертей в зависимости от качества земли в поле. В нек-рых уездах Поморья В. в 17 в. включала 5-12 крест, дворов. С переходом к подушной подати в 1-й четв. 18 в. В. была заменена новой окладной единицей - тяглом, полностью вытеснившим её к нач. 19 в. 2) Составная часть съезжей (приказной) избы, отсюда позже произошли слова "повытье" (производство по суд. делам), "повытчик".

ВЫТЯГИВАНИЕ, один из основных процессов прядения, имеющий целью утонение полуфабрикатов - ленты и р