загляните на купон-скидку или справочники: окна kbe, окна veka, окна rehau, остекление балкона, остекление лоджии, изготовление окон, монтаж окон, остекление, производство окон, металлопластиковые окна, окна пвх, пластиковые окна, установка окон, стеклопакеты и евроокна.



ВСЁ О СТРОИТЕЛЬСТВЕ, ЖЕЛЕЗОБЕТОНЕ, БЕТОНЕ, АРХИТЕКТУРЕ И НЕ ТОЛЬКО...:
ОПРЕДЕЛЕНИЯ:

АСФАЛЬТИРОВАНИЕ, устройство асфальтобетонных покрытий на автомобильных дорогах, улицах, аэродромах и т. п. путём укладки и уплотнения асфальтобетонной смеси по предварительно подготовленному основанию. В зависимости от назначения покрытия асфальтобетонную смесь (асфальтобетон) укладывают в один или два слоя на основание из щебня, гравия (нежёсткое основание) или бетона (жёсткое основание). Нижний слой толщиной 4-5 см устраивают из крупно- или среднезерни-стой смеси с остаточной пористостью 5-10% ; верхний слой толщиной 3-4 см-из средне- или мелкозернистой смеси (остаточная пористость 3-5%). При тяжёлых нагрузках и интенсивном движении транспорта покрытия устраивают 3-4-слойными общей толщиной 12-15 см. АСФАЛЬТИРОВАНИЕ начинается с очистки основания от пыли и грязи механич. дорожными щётками и поливомоечными машинами, исправления неровностей основания, обработки его поверхности жидким битумом или битумной эмульсией. Асфальтобетонная смесь приготовляется в асфальтобетоно-смесителях на стационарных или полустационарных заводах (установках), доставляется на место автомобилями-самосвалами и загружается в приёмный бункер асфалътобетоноукладчика, к-рый укладывает, разравнивает и предварительно уплотняет смесь. Окончат. уплотнение осуществляется катками дорожными. .


КОММУНАЛЬНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО, отрасль строительства, занятая сооружением объектов, связанных с обслуживанием жителей городов, посёлков городского типа, районных сельских центров и населённых пунктов сельской местности. В числе этих объектов: системы водоснабжения и канализации с очистными сооружениями и сетями; сооружения городского электрического транспорта с путевым, энергетическим хозяйством, депо и ремонтными предприятиями; сети газоснабжения и теплоснабжения с распределительными пунктами, районными и квартальными котельными; электрические сети и устройства напряжением ниже 35 кв; гостиницы; городские гидротехнические сооружения; объекты внешнего благоустройства населённых мест, озеленения, дороги, мосты, путепроводы, ливнестоки; предприятия санитарной очистки, мусороперерабатывающие и др. Планомерное развитие КОММУНАЛЬНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА в СССР началось ещё в 1-й пятилетке и осуществлялось нарастающими темпами до начала Великой Отечеств, войны 1941-45. В годы 4-й пятилетки (1946-50) проводились работы по восстановлению объектов коммунального назначения, разрушенных во время нем.-фаш. оккупации. В последующие годы КОММУНАЛЬНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО велось высокими темпами в связи с бурным развитием промышленности, культуры, увеличением численности городов и посёлков городского типа .
ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО, теория и практика планировки и застройки городов (см. Город). ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО определяют социальный строй, уровень развития производственных сил, науки и культуры, природно-климатичие условия и национальные особенности страны. ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО охватывает сложный комплекс социально-экономических, строительно-технических, архитектурно-художественных, а также санитарно-гигиенических проблем. Общим для ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО досоциалистических формаций является большее или меньшее влияние на него частной собственности на землю и недвижимое имущество..
ЗЕЛЁНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО, составная часть современного градостроительства. Городские парки, сады, скверы, бульвары, загородные парки (лесопарки, лугопарки, гидропарки, исторические, этнографические, мемориальные), национальные парки, народные парки, тесно связанные с планировочной структурой города, являются необходимым элементом общегородского ландшафта. Они способствуют образованию благоприятной в санитарно-гигиеническом отношении среды, частично определяют функциональную организацию городских территорий, служат местами массового отдыха трудящихся и содействуют художественной выразительности архитектурых ансамблей. При разработке проектов садов и парков учитывают динамику роста деревьев, состояние и расцветку их крон в зависимости от времени года.

Главная страница
Поиск по сайту
Оглавление страниц

Объяснение слов: словарь, справочник, информация. Строительство, экономика, промышленность - все сферы жизни: от А до Г, от Г до П и от П до Я


ВУЛЬГАРИЗМЫ, грубые и не принятые в литературной речи слова или неправильные по форме выражения. В. вводят иногда в речь персонажей или текст художеств, произведения в качестве преднамеренного стилистич. элемента для придания определённого бытового колорита, напр.: "- Ах, вам не хотится ль под ручку пройтиться?.. - - Мой милый! Конечно! Хотится, хотится..." (Э. Багрицкий). В совр. стилистике вместо термина "В." чаще пользуются термином просторечие.

ВУЛЬГАРНАЯ ЛАТЫНЬ, народная латынь (лат. senno vulgaris - обиходная речь), традиционный термин, обозначающий живой язык нар. масс Римского гос-ва (с 3-2 вв. до н.э.). Цицерон, Квинтилиан и др. противопоставляли В. л. литературному лат. языку (serrno latina, lingua latina). При распаде Римской империи (4-5 вв.) единый лат. язык постепенно подвергся процессу дифференциации. В результате политич. и социальных изменений живая лат. речь стала проникать во все сферы жизни. На разных терр. б. Римской империи развитие "народной" латыни из-за отсутствия политич., культурных и др. контактов происходило по-разному, что привело к образованию к 9 в. самостоят, романских языков.

ВУЛЬГАРНАЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЭКОНОМИЯ, система антинаучных бурж. экономич. теорий, дающих описание внешней видимости экономич. процессов в целях апологетич. защиты капитализма. В. п. э. придаёт наукообразную форму обыденным представлениям буржуа об экономических отношениях капиталистич. общества. Возникла и получила распространение в результате коренного изменения обществ, роли буржуазии, превратившейся в ходе пром. переворота кон. 18 - нач. 19 вв. и появления на ист. арене пролетариата из прогрессивного класса, боровшегося с феодализмом, в класс реакционный. Первый пром. кризис 1825 и первые вооруж. выступления пролетариата в 30-х гг. 19 в. обнажили противоречивый, преходящий характер буржуазных отношений. Это в корне изменило задачи, стоящие перед бурж. политической экономией. "Отныне,- писал К. Маркс,- дело шло уже не о том, правильна или неправильна та или другая теорема, а о том, полезна она для капитала или вредна, удобна или неудобна, согласуется с полицейскими соображениями или нет. Бескорыстное исследование уступает место сражениям наемных писак, беспристрастные научные изыскания заменяются предвзятой, угодливой апологетикой" (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 23, с. 17).

В. п. э. пришла на смену классической буржуазной политической экономии, давшей в определённых пределах науч. анализ капитализма, но в силу своей классовой, бурж. ограниченности не сумевшей преодолеть вульгарный элемент в своих теориях, к-рый и был использован вульгарными теоретиками. Установление господства В. п. э. ознаменовало начало кризиса бурж. политич. экономии. Для развития В. п. э. характерны 4 осн. этапа: возникновение в виде особого течения на рубеже 18-19 вв. (Т. Р. Мальтус, Ж. Б. Сей); завоевание господствующих позиций в бурж. политэкономии и эволюция в период свободной конкуренции, 30-70-е гг. 19 в. (Дж. Милль, Н. У. Сениор, Ф. Бастиа, В. Рошер, Б. Гильдебранд, Г. Ч. Кэри); В. п. э. в период империализма, 70-е гг. 19 в. - 20-е гг. 20 в. [субъективно-психологич. школа - Э. Бём-Баверк (Австрия), А. Маршалл (Англия), Дж. Б. Кларк (США), новая (молодая) ист. школа - К. Бюхер и Г. Шмоллер (Германия); правовая школа - Р. Штольцман (Германия)]; В. п. э. в эпоху общего кризиса

Ранняя В. п. э. представляла собой результат выделения и систематизации ненаучных положений классич. школы, продукт её разложения. Осн. направление её эволюции на первых двух этапах - всё большее использование поверхностных экономич. форм для затушёвывания эксплуататорской сущности капитализма и борьбы против утопич. и науч. социализма. Напр., в теории стоимости вульгарные экономисты отказываются от разработанного классич. школой определения стоимости товаров трудом, затраченным на их произ-во, и подменяют стоимость первоначально ценой произ-ва (являющейся модификацией стоимости) и потребительной стоимостью (одной из сторон товара), а затем меновой стоимостью, ден. формой стоимости, т.е. ценой-этими внеш. формами проявления стоимости. В эпоху империализма под воздействием роста рабочего движения и распространения науч. социализма В. п. э. вынуждена искать новые формы защиты капитализма. В дополнение к прежним приёмам апологетики она стремится опереться на внешнюю видимость неэкономич. процессов и явлений,изучаемых как общественными, естественными, так и универсальными науками, извращая как те, так и другие. Не случайно, именно с 70-х гг. 19 в. получают широкое распространение психологическое, этическое, историческое, социально-правовое, социологическое и т. п. направления В. п. э., дающие неэкономическое "объяснение" природы и закономерностей экономических процессов, угодное господствующим классам буржуазного общества. (Напр., австрийская школа определяла "ценность" товара, т. е. его стоимость, не трудом, а его редкостью, у.англ. экономиста А. Маршалла прибыль капиталиста выступает как плата за воздержание от траты им капитала, а не как результат присвоения им прибавочной стоимости и т. п.)

Совр. В. п. э. представлена множеством "проблемных" течений (теории "организованного капитализма", "смешанной экономики", "государства всеобщего благоденствия", "уравновешивающей силы","индустриального общества", "конвергенции", "стадий экономического роста", "монополистич. конкуренции", "народного капитализма", "большого бизнеса" и т. п.), имеющих своей целью защиту капитализма по сравнительно узким, но наиболее острым в данной стране, в данный период проблемам, в отличие от прежних "системных" течений, осуществляющих защиту капитализма по всему широкому традиц. кругу проблем политэкономии. Это свидетельствует о стремлении активизировать идеологич. функцию В. п. э. Вынужденная под давлением общего кризиса капитализма признать нек-рые противоречия капиталистич. общества, совр. В. п. э. направляет свои усилия на разработку практич. рекомендаций по их ослаблению. В связи с этим существенно возрастает практич. функция совр. В.п.э. Отсутствие единой теории в совр. В. н.э. в то же время не исключает некоторых её общих основ, черт и особенностей. Вульгарные экономисты отрицают объективный характер общественно-ист, процесса и его законов, отводя решающую роль субъективной деятельности людей, организац. формам обществ, устройства и т. п. Поэтому предметом политич. экономии они объявляют вовсе не социально-экономич. строй общества и объективные законы его развития, а изучение "правил использования редких ресурсов", "принципов добычи средств к существованию", "науки о бизнесе" и т. п. Такая трактовка призвана изобразить капитализм в качестве некоей организации по "устранению" бедности и достижению "всеобщего блага". Антинаучна и методология совр. В. п. э. Для неё характерны эклектизм, технико-экономическая либо субъективно-психологическая, этическая трактовки экономич. явлений совр. капитализма, направленные к затушёвыванию их социальной сущности, антиисторизм, плоский эволюционизм в подходе к важнейшим социально-экономич. процессам, призванные скрыть исторически преходящий характер капиталистич. строя. Анализ внутр. объективных зависимостей явлений обществ, процесса произ-ва обычно подменяется описанием, поверхностной классификацией эмпирич. материала с позиции меновой концепции. Трудовая теория стоимости, раскрывающая внутр. закономерности товарного произ-ва и обмена, объявляется "устаревшей" и подменяется субъективной теорией ценности, стремящейся в субъективной оценке полезности благ потребителями найти основу обмена товаров либо теорией спроса и предложения, лишь описывающей внеш. факторы процесса ценообразования. Извращается социальная природа капитала, отождествляемого с теми вещными формами, в к-рых отношения эксплуатации выступают на поверхности явлений: со средствами произ-ва, деньгами и товарами. В основе совр. вульгарных теорий распределения лежит старая антинауч. концепция "факторов производства", утверждающая, что источниками доходов являются труд, земля и капитал: рента якобы порождается землёй, процент-капиталом, заработная плата - трудом. Прибыль изображается как плата за предпринимательскую деятельность, за риск и т. п. На самом деле её источником является эксплуатация рабочих, что затушёвывается вульгарными экономистами. Они утверждают, что якобы "каждый фактор присваивает лишь продукт своей собственной деятельности", эксплуатация отсутствует и в бурж. обществе царит "гармония интересов". Экономич. кризисы перепроизводства, сотрясающие капиталистич. х-во около полутора столетий, либо отрицаются вовсе, либо рассматриваются как устранимые в рамках капитализма, поскольку причины этих кризисов не связываются с осн. противоречием капитализма. Особые усилия совр. В. п. э. прилагает к затушёвыванию господства капиталистич. монополий, отождествляемых с крупным произ-вом как таковым, безотносительно к его социальной форме. Отрицается тот факт, что империализм - канун социалистич. революции. В целях искажения содержания и осн. направления совр. мирового социально-экономич. развития - от капиталистич. к социалистическому способу производства - ведётся клеветническая кампания против социализма, широко пропагандируются теории о некоей "трансформации" капитализма (теории об "исчезновении частной собственности", "революции в доходах", "переходе власти в руки управляющих-менеджеров" и т. п.). В. п. э. направлена против революц. теории рабочего движения - марксизма-ленинизма, против мировой социалистич. системы, междунар. рабочего и национально-освободит. движения.

Вульгарный характер современной бурж. политич. экономии не исключает, однако, возможности практически полезных науч. исследований бурж. экономистов в прикладных областях экономич. науки.

Лит.: Маркс К., Капитал, т. 1 - 3, Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 23, 24, 25; его же, Теории прибавочной стоимости (IV том "Капитала"), там же, т. 26, ч. III, гл. 19, 20, Приложение; его ж е, Заработная плата, цена и прибыль, там же, т. 16; М а р к с К. и Э н г е л ь с Ф., Манифест Коммунистической партии, Соч., 2 изд., т. 4; Л е н и н В. И., По поводу так называемого вопроса о рынках, Полн, собр. соч., 5 изд., т. 1; его же, Развитие капитализма в России, там же, т. 3; его ж е, Аграрный вопрос и "критики Маркса", там же, т. 5; е г о же, Рабочий класс и неомальтузианство, там же, т. 23; его же, Еще одно уничтожение социализма, там же, т. 25; его же, Империализм, как высшая стадия капитализма, там же, т. 27; Чернышевский Н. Г., Капитал и труд, Избр. экономические произведения, т. 2, М., 1948; его же, Очерки из политической экономии (по Миллю), там же, т. 3, ч. 2, М., 1949; Альтер Л. Б., Буржуазная политическая экономия США, М., 1961; Афанасьев В. С., Кризис буржуазной политической экономии, М., 1963; Б л ю м и н И. Г., Критика буржуазной политической экономии, т. 1 - 3, М., 1962-63; Буржуазная политическая экономия о проблемах современного капитализма, с предисл. акад. А. А. Арзуманяна, М., 1965; Кроссер П., Экономические фикции, пер. с англ., М., 1962; Новые явления в современной буржуазной политической экономии, т. 1 - 2, М., 1962-63; Ж а м с Э., История эконо_мической мысли XX в., пер. с франц., М., 1959; Селигмен Б.. Основные течения современной экономической мысли, пер. с англ., М., 1968; С амуэльсон П., Экономика, пер. с англ., М., 1964. В. С. Афанасьев.

ВУЛЬГАРНЫЙ МАТЕРИАЛИЗМ, течение в бурж. философии сер. 19 в. Возникло в период великих открытий естествознания 19 в. Теоретич. предшественником В. м. был французский материалист П. Кабанис, гл. представителями - немецкие философы К. Фохт, Л. Бюхнер, Я. Молешотт. Ф. Энгельс называл их вульгарными материалистами (см. "Анти-Дюринг", 1966, с. 339), так как они упрощали материалистическое миропонимание, отрицали специфику сознания, отождествляя его с материей, отвергали необходимость разработки философии как науки. В то же время, популяризируя достижения естествознания и атеизм, В. м. имел известное прогрессивное значение, особенно там, где, как в России, были сильны позиции клерикализма. Однако и в России В. м. был подвергнут критике революц. демократами. Тенденции В. м. были свойственны в СССР "механистами.

Лит.: Таганский Т., Вульгарный материализм, в сб.: Из истории философии XIX века, [М.], 1933; История философии, т. 3, М., 1959, с. 333-37. Г. И. Ойзерман.

ВУЛЬГАРНЫЙ СОЦИОЛОГИЗМ, вульгарная социология, догматическое упрощение марксистского метода гл. обр. в области истории, художеств, критики, теории искусства, лит-ры и др. форм обществ, сознания; более широко - абстрактное понимание марксизма, ведущее к утрате его подлинного богатства и к ложным политическим выводам, "карикатура на марксизм" (см. В. И. Ленин, Полн. собр. соч., 5 изд., т. 30, с. 77).

Термин "В. с." употребляется в сов. печати с 30-х гг., но само это явление известно гораздо раньше. Ещё при жизни К. Маркса и Ф. Энгельса к рабочему движению примкнуло много полуобразованных представителей бурж. интеллигенции, превративших марксизм в грубую схему, ведущую к оппортунизму или анархич. бунтарству. Одним из типичных представителей B.C. в России был В. Шулятиков. "Шулятиковщина" - термин, созданный Плехановым для характеристики В. с. в области истории философии (1909).

После Октябрьской революции быстрое распространение марксизма вширь и приспособление к нему части старой интеллигенции сделали В. с. явлением заметным и представляющим серьёзную опасность.

В идейном отношении В. с. явился общей питательной средой для разных "левацких" движений, отвергающих наследие старой культуры - от проповеди уничтожения музеев до теории растворения иск-ва в произ-ве и самой жизни. Так, считалось почти доказанным, что наиболее "созвучны" пролетариату "организованные" направления в живописи, вышедшие из кубизма. Станковую живопись отрицали во имя монументальной. Лит. жанры, унаследованные от старого общества, также были поставлены под сомнение - существовали теории отмирания трагедии и комедии. Более умеренное течение В. с. рассматривало старую культуру как громадное кладбище формальных приёмов, к-рыми победивший пролетариат может пользоваться для своих утилитарных целей, соблюдая при этом известную осторожность.

В области рус. истории В. с. часто сводился к выворачиванию наизнанку офиц. схем прежней историографии. С вульгарно-социологич.точки зрения Лжедмитрий и Мазепа были представителями революц. сил своего времени, а прогрессивное значение реформ Петра ставилось под сомнение. Вообще всё, связанное с нац. традицией и старой государственностью, было заранее осуждено "революционной" фразой.

Та же логика действовала в области истории духовной культуры. В. с. видел свою цель в разоблачении писателей и художников прошлого как служителей господствующих классов. С этой точки зрения каждое произведение искусства - зашифрованная идеограмма одной из обществ, групп, борющихся между собой за место под солнцем. Так, Пушкина превращали в идеолога оскудевшего барства или обуржуазившихся помещиков, Гоголя-в мелкопоместного дворянина, Л. Толстого-в представителя среднего дворянства, смыкающегося с высшей аристократией, и т. д. Считалось, что декабристы защищали не интересы народа, а дело помещиков, заинтересованных в торговле хлебом. Задача пролет, художника также сводилась к особому выражению глубинной "психоидеологии" своего класса.

Наивный фанатизм В. с. был отчасти неизбежным следствием стихийного протеста против всего старого, преувеличением революц. отрицания, присущим всякому глубокому обществ, перевороту. В нём проявился также недостаток марксистски подготовленной интеллигенции, способной дать науч. объяснение и действительно партийную, коммунистич. оценку сложным явлениям мировой культуры.

С др. стороны, было бы ошибкой рассматривать вульгаризацию марксизма как простой недостаток марксистской культуры. Мн. представители В. с. были вовсе не вульгарны, а, наоборот, слишком изысканны - грубости вульгарно-социологич. метода были для них делом пресыщения, своего рода философией, сознательно или бессознательно принимаемой. В. с.-явление не личное, а историческое. Это примесь бурж. идей, влияние психологии тех обществ, сил, к-рые принимали участие в революции, но для себя и по-своему, той мелкобуржуазной психологии "маленького чумазого", к-рую В. И. Ленин считал самой большой опасностью для подлинной пролет, культуры (см. Полн. собр. соч., 5 изд., т. 36, с. 264). Время наибольшего распространения В. с. было исчерпано в 30-х гг. Громадные социальные и политич. изменения, происшедшие к этому времени в Сов. Союзе, сделали прежнее выражение идей мелкобурж. демократии более невозможным. Ист. опыт свидетельствует о том, что совр. рецидивы В. с. также связаны со всякого рода "левацкими" движениями и теориями, абстрактным пониманием классовой борьбы и революции, отрицанием традиц. форм, отталкиванием от классич. лит-ры и культурного наследия вообще.

Если оставить в стороне классовую фразеологию, то с точки зрения метода в основе В. с. лежат абстрактно взятые идеи пользы, интереса, целесообразности. Вся "идеальная" поверхность духовной жизни представляется чистой иллюзией, скрывающей тайные или бессознат. эгоистич. цели. Всё качественно своеобразное, всё бесконечное сводится к действию элементарных сил в огранич. среде.

Но осн. принцип В. с. состоит в отрицании объективной и абсолютной истины. Марксистская формула "бытие определяет сознание" становится здесь удобным средством для превращения сознания в лишённый сознательности, стихийный продукт обществ, среды и классовых интересов. Гл. критерий - жизненная сила обществ, группы, имеющей своё замкнутое в себе "коллективное сознание", более или менее сильно выраженное. Одна общественная группа является более здоровой и сильной, чем другая, один писатель выразил идеологию своего класса сильнее, значительнее, чем другой.

Идея прогрессивного развития не чужда В. с., но в чисто формальном, количеств, смысле, т. е. за пределами таких измерителей, как объективная истина, обществ, справедливость, художеств, совершенство. Всё хорошо для своего времени, своего класса. В качестве заменителя объективного критерия ценности В. с. прибегает к абстрактному представлению о борьбе нового и старого (плохо то, что устарело, хорошо то, что ново), а также к типологич. аналогиям и антитезам формально сходных или отталкивающихся друг от друга культур и стилей. Таковы аналогия между "монументально-организованной" культурой Др. Египта и социализмом у нем. историка иск-ва В. Гаузенштейна и В. Фриче. Объективный критерий истины заменяется коллективным опытом или классовым сознанием, всё остальное - только "наивный реализм". Само собой разумеется, что, совершая переход от субъекта-личности к субъекту-классу, В. с. не делает ни шагу вперёд от идеалистич. философии. Если нек-рая доля объективного содержания всё же допускалась представителями В. с., то лишь в порядке обычной эклектики, присущей подобным течениям. По существу, остаток реальности в их анализе обществ, сознания играет второстепенную роль по сравнению с "классовыми очками", по выражению А. Богданова, т. е. особым углом зрения, придающим каждой идеологии её условный тип.

Место отражения действительности, более или менее истинного, глубокого, противоречивого, но объективного, для В. с. занимает схема равновесия или нарушения равновесия между ист. субъектом и окружающей его средой. Нарушение может проистекать из напора жизненной силы молодого класса, что даёт начало революц. романтике, устремлённой в будущее, или из ущербности загнивающей социальной группы, откуда - присущие ей настроения утомлённой созерцательности и декадентства. Эта схема примыкает к обычным шаблонам догматического марксизма эпохи 2-го Интернационала, согласно к-рым все ист. конфликты сводятся в общем к борьбе поднимающейся прогрессивной буржуазии против умирающей аристократии и обращённой в прошлое мелкой буржуазии. Из этой абстракции вытекает обычное для В. с. и связанное с меньшевистской традицией желание поставить либеральную буржуазию выше крестьянства, смешение реакц. формы крест, утопий с их передовым содержанием (что особенно ярко сказалось в трактовке сложной фигуры Л. Толстого), вообще отнесение всякой критики капитализма до Маркса и Энгельса к реакц. идеям. Для В. с. характерно непонимание глубоких противоречий обществ, прогресса и неравномерности развития мировой культуры, отсутствие всякого чувства реальности в трактовке таких великих представителей художеств, лит-ры, как У. Шекспир, О. Бальзак, А. С. Пушкин, чьи ист. позиции не могут быть исчерпаны ни защитой уходящего феодализма, ни апологией новых бурж. форм обществ, жизни.

Другая важная черта В. с. состоит в том, что вслед за бурж. философией после Ф. Ницше он ставит на первый план волю, а не сознание. Его классификация различных социально-психологич. позиций несёт в себе принцип иррационального самовыражения данной обществ, группы.

Материализм Маркса и Энгельса впервые создал науч. почву объективного ист. анализа обществ, сознания. Но это не значит, что всякое сознание является для них слепым продуктом узких классовых интересов. Маркс указывает относительную, но реальную грань между "...идеологическими составными частями господствующего класса,... и свободным духовным производством данной общественной формации" (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 26, ч. 1, с. 280). Последнее всегда бывает связано невидимыми нитями с народом. Т. о., разница между подлинными мыслителями, учёными, художниками, с одной стороны, и сикофантами паразитич. классов-с другой, всегда существует, несмотря на то, что Пушкин был дворянским поэтом, а Дидро и Гельвеции выражали подъём буржуазной демократии. Их деятельность потому и относится к бесконечно-ценному наследию мировой культуры, что в ней отразилась не борьба за раздел добычи на вершине обществ, пирамиды, а коренное противоречие между нар. массой, чей интерес в последнем счёте совпадает с интересами общества в целом, и паразитич. классовой верхушкой, временными хозяевами общества, подчиняющими его известной форме частной собственности и власти.

Для Маркса и Ленина нет классовой борьбы вне перспективы движения к обществу коммунистическому. Этот путь ведёт через антагонизм обществ, сил к уничтожению классов и подлинному человеческому общежитию. Необходимость его всегда сознавалась или предчувствовалась лучшими представителями мировой культуры в форме обществ, идеала, часто противоречивой, иногда парадоксальной, но всегда имеющей свои реальные, ист. корни.

Лит.: Энгельс Ф., [Письмо] К. Шмидту 5 авг. 1890 г.. Маркс К. п Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 37; его же, [Письмо] К. Шмидту 27 окт. 1890 г., там же; его же, [Письмо] Ф. Мерннгу 14 июля 1893 г., там же, т. 39; е г о же, [Письмо] В. Боргиусу, 25 янв. 1894 г., там же) Ленин В. И., Предисловие ко второму изданию кн. "Материализм и эмпириокритицизм", Полн. собр. соч., 5 изд., т. 18, с. 12; его же, Аграрный вопрос и современное положение России, там же, т. 24; его же, Философские тетради, там же, т. 29, с. 459- 474; его же, О пролетарской культуре, там же, т. 41; Плеханов Г. В., О книге В. Шулятикова, Соч., т. 17, М., 1925; Луначарский А. В., Ленин и литературоведение. Собр. соч., т. 8, М., 1967; Лифшиц М., Ленин и вопросы литературы, в его кн.: Вопросы искусства и философии, М., 1935; его же. Ленинизм и художественная критика, "Литературная газета", 1936, 20 янв.; его же. Критические заметки, там же, 1936, 24 мая, 15 июля, 15 авг.; Сергиевский И., "Социологисты" я проблемы истории русской литературы. "Литературный критик", 1935, № 10; Розенталь М., Против вульгарной социологии в литературной теории, М., 1936; Денисова Л., Энциклопедия вульгарной социологии, "Литературный критик", 1937, № 5. М. А. Лифшиц.

ВУЛЬКАНО, Волькано (Vulcano, Volcano), южный остров группы Липарских о-вов, в Тирренском м., в 20 км к С. от Сицилии. Принадлежит Италии. Дл. ок. 8 км, шир. ок. 6 км, пл. 21,2 км2. Является вершиной подводного вулкана, состоящего из 3 конусов. Выс. до 499 м. Вулкан находится в стадии фумаролы. По В. назван один из типов вулканич. извержений (см. Вулканы).

ВУЛЬФ Георгий (Юрий) Викторович [10(22).6.1863, Нежин,-25.12.1925, Москва], советский кристаллограф, чл.-корр. АН СССР (1921). В 1885 окончил Варшавский ун-т. Проф. Казанского (1897), Варшавского (1899) и Московского (1918) ун-тов. В 1911 вместе с передовой профессурой покинул Моск. ун-т в знак протеста против реакц. политики Мин-ва просвещения и перешёл в Народный ун-т им. Шанявского. В 1917 вернулся в Моск. ун-т.

Г. В. Вульф.

В. Вундт.

В. изобрёл наглядный графич. метод обработки результатов измерения кристаллов с помощью стереографич. сетки, получившей его имя. Дал новый способ вывода всех групп симметрии кристаллов. В. принадлежат также работы в области роста кристаллов, изучения жидких кристаллов и кристаллооптики. Впервые в России поставил эксперименты по рентгеноструктурным исследованиям кристаллов. В 1913 открыл закон интерференции рентгеновских лучей, отражённых атомными плоскостями кристаллов, и независимо от У. Г. Брэгга вывел осн. формулу рентгеноструктурного анализа (см. Брэгга - Вулъфа условие).

Соч.: К вопросу о скоростях роста и растворения кристаллических граней, "Известия Варшавского ун-та", 1895-96; Руководство по кристаллографии, Варшава, 1904; Симметрия и её проявление в природе, М., 1908; К вопросу о диффракции рентгеновских лучей в кристаллах, "Журнал русского физико-химического общества, часть физическая", 1923, № 1 - 3; Избранные работы по кристаллофизике и кристаллографии, М.- Л., 1952; Die Krystallrontgenogramme, "Physikalische Zeitschrift", 1913, Bd 14.

Лит.: Очерки по истории физики в России, М., 1949; Шубников А. В., Юрий Викторович Вульф, "Природа", 1926, № 1-2.

А. В. Шубников.

ВУЛЬФ Евгений Владимирович [25.5 (6.6).1885, Симферополь,- 21.12.1941, Ленинград], советский ботаник. В 1903- 1906 учился в Моск. ун-те; окончил Венский ун-т (1909). Работал в Никитском ботанич. саду близ Ялты(1914- 1926); с 1926 в Ленинграде - во Всесоюзном ин-те растениеводства и с 1934 проф. Пед. ин-та им. Покровского. Осн. работы по растит, миру Крыма (в 1927 начал издание "Флоры Крыма"), эфирномасличным, дубильным и лекарств, растениям, систематике отд. таксонов, по истории ботаники. Особое значение имеют труды по географии растений ("Введение в историческую географию растений", 2 изд., 1933; "Историческая география растений. История флор земного шара", 1944). Участвовал в создании многотомной "Культурной флоры СССР" (1935).

Лит.: Русские ботаники. Биографо-библиографический словарь, сост. С. Ю- Липшиц, т. 2, М., 1947. Д.В.Лебедев.

ВУЛЬФ (Wulff) Хильмар (р. 5.3.1908, Раннерс), датский писатель. Коммунист. В годы оккупации Дании (1940-45) участвовал в Движении Сопротивления, затем бежал в Швецию, где редактировал газ. "Нют фра Совьет Уньонен" ("Nyt fra Soviet Unionen"). Романы В.: "Как погода в апреле" (1942), "Такое действительно случается" (1943), "Песнь труда" (1945), составляющие трилогию, посвящены будничной жизни дат. рабочих. В романах "Непогода" (1950, рус. пер. 1962), "...Но прежде всего хлеб" (1958), "Юноша в поисках" (1959) даны реалистич. картины совр. Дании. Жизни простого люда посвящена повесть "Солнечный бродяга" (1953, рус. пер. I960), классовой борьбе польских и дат. с.-х. рабочих - роман "Путь к жизни" (1961). В.-участник борьбы за мир.

Соч. в рус. пер.: Все равно я был подпольщиком, "Нева", 1960, № 8: Пер борется за свободу, М., 1962.

Лит.: Б р а у д е Л., Хильмар Вульф, "Звезда", 1960, №7;Кристенсен С.М., Датская литература, 1918 -1952 гг., пер. с дат., М., 1963. Л.Ю.Брауде.

ВУЛЬФА СЕТКА (по имени Г. В. Вулъфа), график, представляющий собой сетку меридианов и параллелей; поперечная стереографич. проекция полусферы на плоскость. С помощью В. с. графически решаются мн. задачи сферич. тригонометрии, в частности сферич. астрономии. Удобство применения В. с. связано с тем, что все большие и малые круги сферы изображаются на ней в виде окружностей. Дополнит, графич. построения обычно производят на листе прозрачной бумаги (кальке), к-рую при отд. операциях поворачивают вокруг центра В. с. Применяются также В. с.,изготовленные на кальке. Линии на В. с. проводятся через 1-2°; на крупных сетках - через 0,5°. На В. с. можно легко провести дугу большого круга через заданные точки сферы и отсчитать угловое расстояние между ними; построить сферич. треугольник по любым трём его элементам и определить остальные элементы; осуществить переход от одной системы сферич. координат к другой; определить моменты восхода и захода небесных светил, наступления сумерек; выяснить, освещается ли искусств, спутник Земли солнечными лучами, и мн. др. На рисунке - определение условий видимости спутника над горизонтом ГГ станции наблюдений С на двух витках с положением узла орбиты QI и Q2- Точки с цифрами - положения спутника через 5, 10 и т. д. мин после прохождения через узел. Повернув кальку до совмещения точки С с полюсом Р, по линиям В. с. определяют геоцентрич. горизонтальные координаты (высоту и азимут) спутника в заданный момент времени. Н. П. Ерпылев.

ВУЛЬФЕНИТ (по имени австр. минералога Ф. Вульфена, F. Wulfen; 1728 - 1805), минерал, хим. состав Pb [MoO,s] (МоОз-38,6% ). Образует мелкие таблитчатые кристаллы квадратной системы, бесцветные или оранжевые, с алмазным блеском в изломе. Встречаются также красновато-бурые зернистые агрегаты и порошковатые массы. Тв. по минералогич. шкале 3,0-3,5, плотность 6500- 7000 кг/м3. В. образуется в зоне поверхностного окисления (см. Зона окисления месторождений) месторождений свинцовых руд, содержащих примеси сульфидов Мо. Обычными спутниками В. являются бурые гидроокислы железа, пироморфит, ванадинит и др. Используется как руда для выплавки свинца, реже молибдена. Г. П. Барсанов.

ВУЛЬЧИ (Vulci), один из 12 древних городов-государств Этрурии, крупнейший культурный центр (в 20 км к С.-З. от совр. г. Тарквиния на берегу Тирренского м.). В 280 до н. э. разрушен римлянами. Известен произ-вом бронз, изделий и художеств, керамики. При раскопках (ведутся с 1828) обнаружен обширный некрополь. Погребения 7 в. до н. э. содержат изделия вост. стиля. В погребениях 6 в. до н. э. найдено большое количество греч. керамики. Из позднеэтрусских памятников наиболее интересна фреска усыпальницы 4 - нач. 3 вв. до н. э. (Tomba Francois) с изображением сцены из сказания о братьях Вибеннах и Мастарне, известных по рим. преданиям.

Вульчи. Фреска с изображением борьбы Мастарны и Целия Вибенны. Рим. Музей Торлония.

Лит.: G s е l l St.. Fouilles dans la necropole de Vulci, P.- Rome, 1891; Меsserschmidt F., Necropolen von Vulci, В., 1930 (Jahrbuch des deutschen archaologischen Institute, H. 12). Н. Н. Залесский.

ВУЛЬФИЛА, первый епископ готов (4 в.). См. Улъфила.

ВУМЕРА ПОЛИГОН, англо-австралийский ракетный полигон, расположенный в Юж. Австралии в р-не г. Вумера (Woomera). Сухопутная трасса В. п. протяжённостью 2000 км проходит над малонасел. р-нами Австралии и в случае необходимости может быть продолжена на 4400 км в Индийский ок. На полигоне проводятся экспериментальные запуски англ, ракетносителей "Блю-Стрик", ракет "Европа", создаваемых в соответствии с программой Европ. орг-ции по разработке ракет (ELDO), а также запуски исследовательских ракет в верх, слои атмосферы. Осн. объём работы полигона составляют испытания боевых ракет. На нём испытываются почти все англ, ракеты. В. п. используется США и нек-рыми др. странами НАТО.

На полигоне оборудованы 6 стартовых площадок. Вдоль трасс В. п. расположено св. 200 контрольно-измерит. пунктов. Функционируют 2 телеметрич. системы. Одна из них представляет собой 24-канальную установку с антеннами, к-рые автоматически следят за полётами боевых ракет, другая предназначена для обслуживания запусков ракет-носителей. Персонал В. п.- ок. 6 тыс. чел., из них в р-не стартовых площадок постоянно находится 1 тыс. чел. Руководящий орган полигона - н.-и. центр по разработке вооружения, расположенный в австрал. г. Солсбери.

X. Вуолийоки.

С. Вургун.

Е. В. Вучетич.

ВУНДЕРКИНД (нем. Wunderkind, букв.-чудо-ребёнок), ребёнок, рано обнаруживающий крупные или даже феноменальные способности и склонность к тому или иному виду деятельности (см. Одарённость). Термин "В." часто употребляется в иронич. смысле.

ВУНДТ (Wundt) Вильгельм (16.8.1832, Неккарау, Баден,-31.8.1920, Гросботен, близ Лейпцига), немецкий психолог, физиолог, философ и языковед. Проф. физиологии в Гейдельберге (1864-74), проф. философии в Лейпциге (с 1875). Член мн. иностр. академий и учёных обществ. В первых своих работах ВЫДВИНУЛ план разработки физиол. психологии как особой науки, использующей метод лабораторного эксперимента для расчленения сознания на элементы и выяснения закономерной связи между ними. Предметом психологии В. считал непосредств. опыт- доступные самонаблюдению явления или факты сознания; однако высшие психич. процессы (речь, мышление, воля), по В., недоступны эксперименту, и он предложил изучать их культурно-ист, методом. В.стоял на точке зрения психофизического параллелизма, полагая, что явления сознания неотделимы от нервных процессов, но причинно с ними не связаны. В области сознания, по В., действует особая психич. причинность, а поведение определяется апперцепцией. Интроспекционистская психологич. концепция В. уже в нач. 20 в. обнаружила свою ограниченность и была преодолена последующим развитием психологии.

Гл. заслуга В.- внедрение в психологию экспериментального метода, что сыграло решающую роль в превращении её в самостоят, науку. Созданная им в 1879 первая в мире психологич. лаборатория (преобразованная позднее в институт) стала междунар. центром, где формировалось целое поколение первых психологов-эксперименталистов. В лаборатории изучались ощущения, время реакции, ассоциации, внимание, простейшие чувства. В 10-томной "Психологии народов" (1900-20) В. предпринял попытку психологич. истолкования культурно-ист, явлений (мифа, религии, иск-ва и т. д.).

В философии В. выступил как представитель идеализма и волюнтаризма (см. В. И. Ленин, Поли. собр. соч., 5 изд., т. 18, с. 58). Мир для него есть целесообразное развитие духа - божеств, мировой воли. В "Логике" (т. 1-3, 1880-83) В. не только анализирует формы мышления, но пытается изложить методы разных наук, основы матем. логики и др. В лингвистич. исследованиях В. определяет осн. языковедч. категории преим. с индивиду ально-психологич. точки зрения, хотя и признаёт примат социального начала в языке над индивидуальным. Язык для В.- одна из форм проявления "коллективной воли"или "народного духа". Это понимание языка как динамич. процесса, выделение языковой деятельности, а не языковой системы в качестве гл. объекта языковедения сближают В. с X. Штейнталем и его школой, составляя в то же время гл. пункт расхождения В. с младограмматиками. Портрет стр. 509.

Соч.: Очерки психологии, [М., 1912]; Основания физиологической психологии, т. 1-2, СПБ, 1880-81; Лекции о душе человека и животных, СПБ, 1894; Система философии, СПБ, 1902; Введение в психологию, М., 1912; Естествознание и психология, [СПБ, 1914]; Мировая катастрофа и немецкая философия, СПБ, 1922.

Лит.: Кениг Э., В. Вундт, Его философия и психология, СПБ, 1902; Ярошевский М. Г., История психологии, М., 1966, гл. 10; Ф р е с с П., Пиаже Ж. [сост.], Экспериментальная психология. Сб. ст., в. 1, М., 1966, гл. 1; Н е u s s n е г А., Einfuhrung in Wilhelm Wundts Philosophic und Psychologic, Gott., 1920.

М. Г. Ярошевский.

ВУНСОКЕТ (Woonsocket), город на С.-В. США, в шт. Род-Айленд, сев. пригород Провиденса. 46 тыс. жит. (1968). Один из старейших центров текст, пром-сти страны. Произ-во текст, машин. Резиновая пром-сть. Осн. в 1666.

ВУОКСА, фин. В у о к с и (Vuoksi), река в Финляндии и Ленинградской обл. РСФСР. Дл. 156 км (из них в СССР 143 км). Вытекает из оз. Сайма, впадает в Ладожское оз. двумя рукавами. Участки русла с многочисл. водопадами и порогами чередуются с озёровидными плёсами. Ср. расход воды в рукаве Бурная 537 м3/сек. Многоводна и богата рыбой. В верховьях пересекает гряду Салпаусселькя, образуя (в Финляндии) водопад Иматру.

ВУОЛИЙОКИ (Wuolijoki)Хелла(псевд.-Юхани Тервапяя и Феликс Т у л и) (22.7.1886, Хельме, Эстония,- 20.2.1954, Хельсинки), финская писательница. По национальности эстонка. Окончила Хельсинкский ун-т (1908). Входила в группу "Кийла" (см. Финляндия, раздел Литература). Чл. Демократич. союза народа Финляндии, депутат сейма в 1946-48. Первая пьеса В. "Дети дома" (1912), роман "Жители Затуманного" (ч. 1-2, 1914-33), пьесы "Койдула" (1932) и "Горящая земля" (1936, на эст. яз.) - о жизни эст. народа. Социальные драмы "Министр и коммунист" (1932) и "Закон и порядок" (1933, изд. 1948)-первые соч. В. на финском яз. В цикле реалистич. пьес об обитателях родового поместья Нискавуори - "Женщины Нискавуори" (1936, рус. пер. 1956), "Хлеб Нискавуори" (1938, рус. пер. 1957), "Молодая хозяйка Нискавуори" (1940), "Хета Нискавуори" (1953) и др. показан крах патриархального быта и помещичьих "каменных гнёзд". В.- автор пьес "Хулда Юуракка" (1937), "Юстина" (1937, рус. пер. 1959), "Зелёное золото" (1938) и др. В 1943 за антифаш. деятельность В. был вынесен смертный приговор, заменённый пожизненным заключением; освобождена в 1944. В тюрьме написала две части автобиографич. трилогии: "Школьницей в Тарту" (1945), "Студенческие годы в Хельсинки" (1945): 3-я часть - "Я стала деловой женщиной" (1953). Автобиографич. книга "Я не была заключённой" (1944) проникнута верой в победу СССР над фашизмом и в демократич. силы Финляндии.

С о ч.: Kummituksia ja kajavia, Hels., 1947.

Лит.: Laitinen К., Suomen kirjallisuus 1917-1967, Hels., [1967].

И. Ю. Марцина.

ВУППЕР (Wupper), река в ФРГ, прав, приток Рейна. Дл. 105 км. Течёт преим. в сев. части Рейнских Сланцевых гор по густонаселённому пром. р-ну. В бассейне - водохранилища. Водой В. снабжаются многие пром. предприятия. На В. города: Вупперталь, Випперфюрт, Хкжкесваген, Лейхлинген.

ВУППЕРТАЛЬ (Wuppertal), город в ФРГ, в земле Сев. Рейн-Вестфалия, на р. Вуппер (басс. Рейна). 413 тыс. жит. (1969). Возник в 1929 в результате слияния гг. Бармен (родина Ф. Энгельса), Эльберфельд и др. Важный трансп. узел. Значит, пром. и торг, центр Рура. Крупный центр текст, пром-сти. Текст, машиностроение, хим., фармацевтич. пром-сть. Произ-во проката, электронного оборудования. Адм., экономич., пед., технич. академии; консерватория. Оперный театр.

ВУРГУН Самед (псевд.; наст, имя и фам. Самед Юсиф оглы Векилов) (12. 5. 1906, с. Юхары-Салахлы,- 27. 5. 1956, Баку), азербайджанский советский писатель, обществ, деятель. Нар. поэт, засл. деятель иск-в Азерб. ССР (1943). Акад. АН Азерб. ССР (1945). Чл. КПСС с 1940. Основоположник новой поэтич. школы в Азербайджане. Род. в семье крестьянина. Работал учителем. С 1929 учился во 2-м МГУ и в аспирантуре в Баку, Печатался с 1924. Тема сб-ков стихов "Клятва поэта" (1930), "Фонарь" (1932) - революция и строительство новой жизни. Выступал как непримиримый противник "чистого искусства" и формализма в лит-ре. С первых лет творчества сила воздействия поэтич. слова В. определяется гармонич. слиянием идей с новаторской формой стиха и глубиной выраженных в нём чувств. "Комсомольская поэма" (1-я ч., 1933, не закончена), "26" (1935), "Басти" (1937) и др. Художеств, форма, стили-стич. средства в этих произв. говорят об их нар. основе. Героико-романтич. драма в стихах "Вагиф" (1937; Гос. пр. СССР, 1941) посвящена поэту 18 в.; ист. драма в,стихах "Ханлар" (1939) - революционеру-большевику; любовно-ге-роич. драма в стихах "Фархад и Ширин" (1941, Гос. пр. СССР, 1942) написана на сюжет поэмы Низами "Хосров и Ширин"; драма в стихах "Человек" (1945) разоблачает идеологию насилия, утверждая творчество социалистич. гуманизма. В годы Великой Отечеств, войны В. писал о патриотизме, дружбе народов, вере в победу: "Слово матери" (1941), "Партизаны Украины" (1942), "Мне так рассказывали" (1943). В. создал образы героев современности: поэмы "Мугань" (1949), "Айгюн" (1951). Поэмы "Негр говорит" (1948), "Читая Ленина" (1950), "Знаменосец века" (1954) и цикл стихов "Сожжённые книги" (1947) воспевают Коммунистич. партию, В. И. Ленина.

Лаконичный и сдержанный стиль В. оказал влияние на формирование совр. стиля и языка азерб. поэзии, способствовал очищению её от архаизмов.

В. автор статей о Низами, А. С. Пушкине, В. В. Маяковском, М. Горьком и др. Перевёл на азерб. яз. "Евгения Онегина" Пушкина, часть поэмы III. Руставели "Витязь в барсовой шкуре", поэмы "Лейли и Меджнун" Низами, "Девушка и смерть" М. Горького, "Порченая" ("Катерина") Т. Шевченко, рубай Хагани, стихи И. Чавчавадзе, Джамбула и др. Сочинения В. переведены на мн. языки. Деп. Верх. Совета СССР 1-4-го созывов. Награждён 2 орденами Ленина, 2 др. орденами, а также медалями.

С о ч.: Эсэрлэри, ч. 1 - 4, Бакы, 1960 - 63; в рус. пер.- Избр. соч., т, 1 - 2, М., 1958.

Лит.: Ариф М., С. Вургунун драматypkiacы, Бакы, 1964; Оручэлиh., Сэмэд Вургун, Бакы, 1956; Эфендиев И., Народный поэт Самед Вургун, Б., 1956; Бабаев Г., Поэт и время, Самед Вургун и его место в советской литературе, Б., 1966; ВаЬабзадэ Б., Сэмэд Вургун, Бакы, 1968. Сэмэд Вургун. 1906 - 1956. Библиографиjа, Бакы, 1965. А. С. Гусейнов.

ВУРДАЛАК, по поверьям славянских народов, мертвец, выходящий из могилы и высасывающий кровь у людей. См. также Вампир.

ВУРНАРЫ, посёлок гор. типа, центр Вурнарского р-на Чуваш. АССР. Ж.-д. станция в 38 км к 3. от Канаша.9,4 тыс. жит. (1969). 3-ды: химический, овощесушильный, маслозавод, мясокомбинат. Совхоз-техникум.

ВУРЦЕН (Wurzen), город в ГДР, в округе Лейпциг, на р. Мульде. 24,2 тыс. жит. (1969). Машиностроение, крупная пищ. пром-сть.

ВУСТЕЙНЕ (Woestijne) Карел ван де (10. 3. 1878, Гент,- 23. 8. 1929, Звейнарде), бельгийский поэт; писал на флам. яз. Был профессором нидерл. лит-ры в Генте. Сторонник символизма, В. черпал сюжеты из старинных легенд ("Стихи", 1905). Стилизованные под лубок "Фламандские примитивы" (1902-03) культивируют настроения одиночества, ожидания смерти. Сб. стихов "Отчий дом" (1903), "Золотая тень" (1910), поэтич. трилогия "Человек создан из глины" (1920), "Бог на море" (1926), "Горное озеро" (1928) - символич. автобиография писателя-декадента.

Соч.: Verzameld werk, dl 1-8, [Brux., 1947-50].

Лит.: R u t t e n M., De lyriek van Karel van de Woestijne, [Liege, 1934]; его же, Het proza van Karel van de Woestijne, P., 1959; Severen G. van,Karel van de Woestijne, Brux., 1944.

ВУСТЕР (Worcester), город-графство в Великобритании, на р. Северн. Адм. ц. графства Вустершир. 71,5 тыс. жит. (1969). Старинный центр произ-ва фарфора (з-д с 1751). Цветная металлургия, машиностроение, производство метизов, пищевая и швейная пром-сть. Известен с 7 в. В. сохранил старинную регулярную планировку. Готич. собор 13-14 вв., Средневековые госпиталь Сент-Вулфстан, церкви, дома.

Лит.: Beard G. W., Billington А. В., Worcester, Worcester, 1949.

ВУСТЕР (Worcester), город на С.-В. США, в шт. Массачусетс, к 3. от Бостона. 175 тыс. жит. (1970), с пригородной зоной 340 тыс. жит. Важный торговопром. и культурный центр Новой Англии. В пром-сти 50 тыс. занятых (1968). Металлообработка и машиностроение (произ-во станков и инструментов, текст. и обув, машин, огнестрельного оружия). Ун-т Кларка.

ВУСТЕР (Worcester), город на юге ЮАР, в Капской пров. 32,3 тыс. жит. (1960), в т. ч. европейцев 11 тыс. Ж.-д. узел. Произ-во вин, фруктовых и овощных консервов, текст, изделий. Металлообработка. Ботанич. сад. В. осн. в 1820.

ВУСТЕРШИР (Worcestershire), графство в Великобритании, в зап. Мидленде, в басc. р. Северн. 669,4 тыс. жит. (1967). Адм. ц.- г. Вустер. Чёрная и цветная металлургия, машиностроение, произ-во металлоизделий, а также ковров, керамики, стекла. Важный район товарного садоводства.

ВУТЕ, буте, бабуте (самоназвание- вутере), народ, живущий в верховьях р. Санага в Федеративной Республике Камерун. В. подразделяются на племена: вуте, вава, галим, суга. Общая числ. ок. 20 тыс. чел. (1967, оценка). Язык В. относится к языкам Центр, и Вост. Судана. Религия - ислам. Осн. занятия - разведение кр. рог. скота, отчасти - земледелие (возделывают просо, сорго) и охота.

ВУЧЕТИЧ Евгений Викторович [р. 15(28).12.1908, Екатеринослав, ныне Днепропетровск], советский скульптор, нар. худ. СССР (1959), действит. чл. АХ СССР (1953), Герой Социалистич. Труда (1967). Чл. КПСС с 1943. Учился в Ростовской художеств, школе (1926- 1930) и в ленингр. АХ (1931-33). В своём творчестве В. с большой силой реалистич. обобщения воссоздаёт важнейшие события истории Сов. roc-ва, воплощает передовые идеи современности. Созданные им образы нередко приобретают значение героич. символа. Романтически взволнованно, с пафосом драматизма и жизнеутверждения В. раскрывает тему подвига сов. народа в годы Великой Отечеств, войны 1941-45 (участником к-рой он был). Произв.: памятники ген.-лейтенанту М. Г. Ефремову в Вязьме (бронза, гранит, открыт в 1946; Гос. пр. СССР, 1947) и ген. армии Н. Ф. Ватутину в Киеве (гранит, открыт в 1948); олицетворяющий высокое благородство освободит, миссии сов. народа памятник-ансамбль воинам Сов. Армии, павшим в боях с фашизмом, в Трептов-парке в Берлине (бронза, гранит, 1946-49, совм. с арх. Я. Б. Белополъским и др.), горельеф "Клянёмся тебе, товарищ Ленин..." (катодная медь, серебро, 1949, с соавторами, Третьяковская гал.)-оба Гос. пр. СССР, 1950; памятник Ф. Э. Дзержинскому в Москве (бронза, гранит, открыт в 1958); славящий беззаветное мужество сов. людей величественный памятник-ансамбль героям Сталинградской битвы на Мамаевом кургане в Волгограде (железобетон, 1963-67, совм. с Я. Б. Белопольским и др.; Ленинская пр., 1970); многочисл. портреты, в т. ч. дважды Героев Сов. Союза И. Д. Черняховского (бронза, гранит, 1945; Гос. пр. СССР, 1946), В. И.Чуйкова (мрамор, 1947; Гос. пр. СССР, 1948), Т. Т. Хрюкина (мрамор), Героя Социалистич. Труда Н. Ниязова (бронза; оба - 1948; Гос. пр. СССР, 1949), скульптора Ж. Кишфалуди-Штробля (бронза, 1955), В. И. Ленина (гранит, 1956) - все в Третьяковской гал.; аллегорич. статуя "Перекуём мечи наорала" (бронза, 1957, у здания ООН, Нью-Йорк, и в Третьяковской гал.; три последние работы -"Гран при" на Всемирной выставке 1958 в Брюсселе). Премия им. Дж. Неру за портреты инд. политич. деятелей (1968). Награждён 2 орденами Ленина, орденом Отечеств. войны 2-й степени и медалями.

Е. В. By ч е-т и ч. Статуя воина-освободителя в памятнике-ансамбле воинам Советской Армии , павшим в боях с фашизмом. Бронза. 1946-49. Троптов- парк. Берлин.

Соч.: Художник и жизнь, М., 1963.

Лит.: [Лебедев П. И.], Е. В. Вучетич. Альбом, М., I960; [Б а р т е н е в И. А.], Памятник воинам Советской Армии, павшим в боях с фашизмом, в Берлине. [Альбом, Л., 1967].

ВФП, см. Всемирная федерация профсоюзов.

ВХОДНОЙ ПРЕОБРАЗОВАТЕЛЬ, устройство на входе системы или прибора, преобразующее входные воздействия в сигналы, удобные для дальнейшей обработки, передачи и регистрации или для согласования работы систем с различными входными - выходными параметрами. В зависимости от физич. природы сигнала, формы его представления, принципа действия источника и приёмника сигналов бывают В. п. неэлектрич. величин (напр., давления, перемещения, темп-ры и т. д.) в электрические (ток, напряжение, заряд) и наоборот; электрич. и неэлектрич. величин в код (напр., цифровой, позиционный и др.) и наоборот (см. также Датчик, Измерительный преобразователь, Преобразование представления величины). Осн. требование к В. п.: максимальная точность передачи входного воздействия и минимальное влияние на работу согласуемых систем или устройств. М. М. Гельман.

ВХУТЕИН, Высший художественно-технический институт, 1) учебное заведение, созданное в Петрограде в 1922 на базе АХ и существовавшее до 1930. 2) Учебное заведение в Москве, созданное в 1926 в результате преобразования Вхутемаса. В основном В. сохранил его структуру, коллектив препэдавателей и пед. принципы. В период 4-летнего существования В. его пед. система постепенно эволюционировала в сторону возврата к традиц. методам обучения, ориентированным гл. обр. на подготовку художников-станковистов; меньшее место в работе ин-та уделялось подготовке художников-конструкторов. Закрыт в 1930. Слиянием живописных и скульпт. ф-тов моск. В. и ленингр. В. был образован в 1930 в Ленинграде Ин-т пролетарских изобразит, иск-в (после реорганизации в 1932 - Ин-т живописи, скульптуры и архитектуры). На базе архит. ф-та моск. В. и архит. отделения строит, ф-та Моск. высшего технич. училища был создан в 1930 Высший архит.-строит. ин-т (с 1933 - Моск. архит. ин-т). Л. В. Магрц.

ВХУТЕМАС, Высшие государственные художественно-технические мастерские, учебное заведение в Москве. В. создан в 1920 постановлением Сов. пр-ва как ч... специальное художественное высшее техническо-промышленное учебное заведение, имеющее целью подготовить художников-мастеров высшей квалификации для промышленности, а также конструкторов и руководителей для профессионально-технического образования " (Собр. узаконений и распоряжений Рабочего и Крест. Правительства, 1920, 19 декабря, № 98, ст. 522, с. 540). Образован путём слияния моек. 1-х и 2-х Свободных художественных мастерских. Включал ф-ты: художественные (живописный, скульптурный, архитектурный) и производственные (полиграфич., текст., керамич., деревообделочный и металлообр.). Практически В. готовил в основном художников-станковистов и архитекторов. Одновременно перед производств, факультетами была поставлена задача подготовки художников нового типа, способных работать не только в традиционных видах искусств пластических, но и в создании всей предметной среды, окружающей человека (предметы быта, орудия труда и пр.). Во В. (а также в уч. заведении и архитектурно-художеств, объединении "Баухауз" в Германии) впервые в мире были созданы основы сложившейся позднее системы подготовки художников-конструкторов (см. Дизайн). Важной частью нового метода обучения был разработанный во В. и обязательный для всех студентов, независимо от будущей специализации, пропедевтический (предварительный) курс, основанный на сочетании науч. и художеств, дисциплин. Пропедевтич. курс должен был научить студентов языку пластич. форм, законам формо- и цветообразования (включал рисование как основу пластич. иск-в, цветоведение, дисциплины, исследующие взаимоотношения между цветом и формой, изучение принципов построения пространств, композиции и др.). Эти законы авторы курса (В. А. Фаворский, П. Я. Павлинов, К. Н. Истомин, И. М. Чайков, Н. А. Ладовский и др.) считали универсальными для создания как произв. изобразительного иск-ва, так и для художеств, конструирования предметов быта и техники. Пропедевтич. курсы позже стали обязательными в мировой практике подготовки художников-конструкторов. Разносторонняя подготовка на Пропедевтич. курсе сочеталась с последующей специализацией на выбранных студентами факультетах. На производств, ф-тах разрабатывали проекты трансформирующейся мебели (кресла-кровати, шкафы-столы и т. д.), массовой посуды, светильников и др. Во В. преподавали как художники-станковисты, продолжавшие традиции рус. художеств, школы предреволюц. десятилетий (гл. обр. Моск. уч-ща живописи, ваяния и зодчества - А. Е. Архипов, П. В. Кузнецов, И. И. Машков и др.,- а также Д. Н. Кардовский, преподававший в 1903-18 в Высшем художеств, уч-ще петерб. АХ), так и представители производственного искусства (А. М. Родченко, В. Е. Татлин и др.). На производств, ф-тах практически претворялись теоретич. взгляды "производственников", отождествлявших художественное творчество с произ-вом социально и функционально-целесообразных вещей, к-рые, по их мнению, должны были определять характер всей бытовой среды в социалистич. обществе. Такое отождествление приводило ряд педагогов В. в их преподавательской практике на разных ф-тах (а гл. обр.- в публицистич. выступлениях) к отрицанию образной природы и по-знават. роли иск-ва, к отрицанию его тра-диц. (я прежде всего станковых) форм. 25 февр. 1921 В. И. Ленин посетил общежитие В., беседовал со студентами об учёбе и иск-ве и критически отозвался о футуристических увлечениях нек-рых из них. В 1926 В. был преобразован воВхутеын.

Лит.: Архитектура. Работы архитектурного факультета Вхутемаса. М., 1927; Абрамова А., Наследие Вхутемаса, "Декоративное искусство СССР", 1964, № 4; Крупская Н. К., О Ленине. Сборник статей и выступлений, [М., 1965], с. 95; М а р ц Л., Пропедевтический курс Вхутемаса-Вхутеина, "Техническая эстетика", 1968, №№ 2, 4, 12; 1969, № 4; Жадова Л., Вхутемас-Вхутеин, "Декоративное искусство СССР", 1970, № 11; Khazanova V., Vkhutemas-Vkhutein, "AD", 1970, Febr., 7/6, p. 80-81. Л.В.Марц.

ВЦИК, см. Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет.

ВЦСПС, см. Всесоюзный центральный совет профессиональных союзов.

ВЧК, см. Всероссийская чрезвычайная комиссия по борьбе с контрреволюцией и саботажем.

ВЧУВСТВОВАНИЕ (нем. Einfuhlung), термин психологии, иск-ва и эстетики, означающий перенесение на предмет вызываемых им чувств и настроений (напр., переживаемые человеком при восприятии к.-л. пейзажа чувства грусти или радости проецируются в данный пейзаж и воспринимаются как его свойства - "грустный" или "весёлый" пейзаж и т. п.). Понятие В. было впервые изложено Ф. Т. Фишером (1887) и стало осн. принципом эстетики у Т. Липпса (Германия), определявшего В. как "объективированное самочувствие". Оно получило широкое распространение в теории иск-ва нач. 20 в. (Верной Ли, В. Воррингер и др.) и нередко истолковывалось в субъективно-идеалистич. духе.

Лит.: Выготский Л. С., Психология искусства, 2 изд., М., 1968; Воррингер В., Абстракция и вчувствование, в кн.: Современная книга по эстетике. Антология, пер. с англ., М., 1957; Lipps Т h., Zur Einfuhlung, Lpz., 1913.

ВШИ (Anoplura, или Siphunculata), отряд кровососущих насекомых; паразиты человека и млекопитающих животных. Тело уплощенное, дл. 1-5 мм, голова и грудь небольшие, брюшко относительно крупное, крылья отсутствуют. У нек-рых видов В. имеются 2 простых глазка; мн. виды В. слепые. Ножек 3 пары, сильные и цепкие. Ротовой аппарат колюще-сосущий. Ротовое отверстие окружено мягкой, выворачивающейся наружу трубкой с венцом крючков, чем обеспечивается укрепление В. на коже при сосании. Слюна при уколе вводится в ранку, вызывая раздражение кожи, сопровождающееся зудом. Яйца В. (гниды) приклеиваются к волосам или нитям одежды особой клейкой массой, выделяемой самкой. Из яиц вылупляются личинки, отличающиеся от взрослых В. малыми размерами. Весь жизненный цикл В. протекает на хозяине. Ок. 200 видов. На человеке паразитируют человеческая В. и площица, или лобковая В. Человеческая В. (Pediculus humanus) известна в 2 формах. Головная В. (P. h. capitis) имеет тёмные пигментные пятна по бокам тела и относительно глубокие боковые вырезки между члениками брюшка; дл. до 4 мм. Живёт преим. в волосах на голове. Платяная В. (P. h. vestimenti) крупнее - до 4,75 мм (самцы мельче). Держится обычно в складках белья и платья. Гниды приклеивает к волокнам материи или к волосам. Человеческая В. сосёт кровь 2-3 раза в сутки. Головная В. даёт до 140 гнид за жизнь, платяная - до 300. Зародышевое развитие при 36- 37°С - 4-8 дней, при 23°С - 16 дней; при темп-ре ниже 22°С и выше 40°С личинки не вылупляются. Условия развития вшивости - антигигиенич. условия жизни. Кроме непосредств. действия на человека, В. могут служить специфич. переносчиками ряда инфекц. заболеваний (сыпной тиф, возвратный тиф, волынская лихорадка и др.).

Вши (слева направо): головная (самец и самка); платяная (самец); внизу-площица (самка).

Гниды человеческих вшей: а-платяной вши; б-головной вши.
Площица (Phthirus pubis) имеет короткое широкое сильно уплощенное тело дл. до 1,5 мм. Живёт преим. в волосах лобка, реже подмышек, в бороде, на ресницах. Плотно присасывается к телу, вызывая зуд. Самка откладывает за жизнь до 50 яиц. Зародышевое развитие площицы при 36°С - 5-8 дней. Заражение площицами происходит при непосредств. контакте, чаще всего половом.

На млекопитающих животных паразитируют мн. виды В.; различные животные имеют свои виды В. На свиньях живёт свиная В. (Haematopinus suis), на лошадях и ослах - Н. asini, на кр. рог. скоте - Н. eurysternus и др., на собаках - Linognathus setosus, на мышевидных грызунах - виды рода Hoplopleura и т. д. В. животных - строго специфические паразиты и на человека не переходят. О борьбе с В. см. Дезинфекция, Дезинсекция.

Лит.: Павловский Е. Н., Руководство по паразитологии человека, 5 изд., т. 2, М.- Л., 1948; Учебник медицинской энтомологии, под ред. В. Н. Беклемишева, ч. 1 - 2, М., 1949. Е. Н. Павловский.

ВШТУНИ Азат (псевд.; наст. фам. и имя Мамиконян Азат Сетович) (17. 7. 1894, г. Ван, Зап. Армения,- 26. 3. 1958, Ереван), армянский советский поэт. Чл. КПСС с 1918. Род. в семье учителя. Учился в Стамбуле; был слушателем Сорбонны (1911 -14). С 1914 жил в Тбилиси, затем в Ереване. Участвовал в борьбе за установление Сов. власти в Закавказье и Крыму (1917- 1920). Вёл руководящую работу в лит. орг-циях Сов. Армении. Первый сб. стихов В. "Струны моего сердца" вышел в 1915. В сб-ках "Новый Восток" (1923), "Саламнаме" (1924), "Восток в огне сейчас" (1927) В. воспел пробуждённый "клокочущий Восток". Темы дружбы народов, строительства социализма преобладают в сб-ках: "Сочинения" (1935), "Стихи и поэмы" (1936), "Любовь и ненависть" (1946), "Сочинения" (1956). Стихам В. присущи боевой дух, новое осмысление вост. поэтич. образов, муз. звучание стиха.

Соч.: juinLtip U., ЬрЦЬр, h. 1-2, b., 1960-61: PiuUiuuinbridnL|3jrHljljbp U uinbilbbp, b., 1954:

В рус. пер.: Новый Восток, М.- Л., 1930; Избр. стихи, М., 1937; Стихи и поэмы, Ер., 1951.

С. А. Манукян.

ВЩИЖ, в 11 -13 вв. др.-рус. город на прав, берегу Десны (ныне село Жуковского р-на Брянской обл.). Упоминается в летописи под 1142. В сер. 12 в. удельный город кн. Святослава Владимировича. В 1238 разрушен монголо-татарами. В результате раскопок на терр. Вщижского городища в 40-х гг. 19 в. и раскопок Б. А. Рыбакова в 1940, 1948-49 найдены остатки построек и оборонит, сооружений, а также замечат. произведения др.-рус. прикладного иск-ва: водолей, бронз, арки, золотой перстень и др. Лит.: Рыбаков Б. А., Раскопки во Вщиже в 1948 - 1949, в сб.: Краткие сообщения о докладах и полевых исследованиях Института истории материальной культуры, в. 38, М.- Л., 1951; его же, Вщиж - удельный город XII в., там же, в. 41, М., 1951; По следам древних культур. Древняя Русь, М., 1953.

Бронзовый водолей из Вщижа. 12 в.

ВЫБЕГ МАШИНЫ, неустановившийся режим работы машины при постепенно уменьшающейся скорости после отключения двигателя или др. источника движения. Во время выбега движение продолжается по инерции, кинетич. энергия расходуется на преодоление трения, сопротивления внеш. среды и т. п. (см. Динамика машин и механизмов).

ВЫБОРГ, город в Ленингр. обл. РСФСР. Расположен на побережье и шхерах Выборгского зал. (Финский зал. Балтийского м.). Порт. Ж.-д. узел в 129 км к С.-З. от Ленинграда. 65 тыс. жит. (1970). Произ-во электроинструментов, рыбопром. оборудования, строит, материалов; пищевая и лёгкая пром-сть. Авиатехнич. и мед. уч-ща, краеведч. музей, Дом-музей В. И. Ленина.

На месте В. в 12 в. новгородцы основали поселение. В кон. 13 в. шведы захватили Зап. Карелию и построили в 1293 крепость В., вокруг к-рой вырос город. Во время Северной войны 1700-21 в 1710 В. взят штурмом войсками Петра I и закреплён за Россией по Ништадтскому мирному договору 1721. В 1811 В. вместе с губернией был присоединён к Великому кн-ву Финляндскому. Большое значение в развитии экономики В. имело открытие в 1856 Сайменского канала, соединившего с Выборгским заливом бассейн оз. Сайма - важнейший лесопром. район Финляндии. В. сыграл значит, роль в революц. движении России и Финляндии; через него транспортировались нелегальная лит-pa и оружие. 17 сент. - нач. окт. 1917 В. И. Ленин находился в подполье в В.

Выборг. 1. Центральная часть города. 2. Выборгский замок. 1293. Реконструкция 1891-94.

В 1918-40 В. входил в состав Финляндской бурж. республики. По мирному договору с Финляндией от 12 марта 1940 В. отошёл к СССР. В годы Великой Отечеств, войны 1941-45 В. 30 авг. 1941 был оккупирован нем.-фин. войсками. Освобождён 20 июня 1944.

Памятники архитектуры: замок (1293, реконструирован в 1891-94), Круглая башня (1550), башня Ратуши (15- 16 вв.), укрепления (1740), пам. Петру I (бронза, 1910).

В окрестностях В. среди сосновых лесов, живописных гранитных скал и на шхерах Выборгского залива расположены санатории и дома отдыха. Лето умеренно тёплое (ср. темп-pa июля 17°С), зима умеренно мягкая (средняя темп-pa февр.-8°С); осадков около 670 мм в год (меньше всего в марте; самый дождливый месяц - август). Леч. средства: климатотерапия. Лечение больных с туберкулёзом лёгких, костей и суставов.

Лит.: Васильев М., Осада и взятие Выборга русскими войсками и флотом в 1710 г., М., 1953; Цуриков П. П., В. И. Ленин в выборгском подполье, Л., 1960; Выборг. Путеводитель, Л., 1969.

ВЫБОРГСКАЯ ОПЕРАЦИЯ 1944, одна из завершающих операций битвы за Ленинград (см. Ленинградская битва 1941-44) в период Великой Отечеств, войны 1941-45; составная часть стратегич. операции на сев.-зап. направлении в июне - авг. 1944 с целью вывода из войны Финляндии (карту В. о. 1944 см. на стр. 514). В. о. осуществляли войска прав, крыла Ленингр. фронта (Маршал Сов. Союза Л. А. Говоров) во взаимодействии с Балтийским флотом (адм. В. Ф. Трибуц) и Ладожской воен. флотилией (коптр-адм. В. С. Чероков) в период 10-20 июня. Боевые действия в В. о. происходили на труднодоступной лесисто-болотисто-озёрной местности Карельского перешейка. Долговрем. глубоко эшелонированная оборона Карельского укреплённого района была насыщена железобетонными и дерево-земляными сооружениями, мощными заграждениями и препятствиями. Замысел В. о. предусматривал нанесение гл. удара в направлении Белоостров, Выборг. К началу В. о. общее соотношение в силах было в пользу сов. войск - по пехоте в 2 раза, по артиллерии и танкам почти в 6 раз, по авиации в 3 раза. Накануне операции 9 июня в течение 10 ч происходило предварительное разрушение важных оборонит, сооружений огнём 240 орудий калибра 122-406 мм и ударами авиации. 10 июня после мощной арт. и авиац. подготовки пехота и танки атаковали вражеские позиции. В ходе 4-дневных боёв соединения 21-й и часть сил 23-й армий прорвали первую полосу обороны противника; попытка прорвать с ходу вторую полосу в районе Кивен-напы успеха не имела. Тогда командующий фронтом осуществил искусный манёвр и перенёс осн. усилия войск в район приморского шоссе. Несмотря на бездорожье, на новое направление было скрытно перегру