загляните на купон-скидку или справочники: окна kbe, окна veka, окна rehau, остекление балкона, остекление лоджии, изготовление окон, монтаж окон, остекление, производство окон, металлопластиковые окна, окна пвх, пластиковые окна, установка окон, стеклопакеты и евроокна.



ВСЁ О СТРОИТЕЛЬСТВЕ, ЖЕЛЕЗОБЕТОНЕ, БЕТОНЕ, АРХИТЕКТУРЕ И НЕ ТОЛЬКО...:
ОПРЕДЕЛЕНИЯ:

АСФАЛЬТИРОВАНИЕ, устройство асфальтобетонных покрытий на автомобильных дорогах, улицах, аэродромах и т. п. путём укладки и уплотнения асфальтобетонной смеси по предварительно подготовленному основанию. В зависимости от назначения покрытия асфальтобетонную смесь (асфальтобетон) укладывают в один или два слоя на основание из щебня, гравия (нежёсткое основание) или бетона (жёсткое основание). Нижний слой толщиной 4-5 см устраивают из крупно- или среднезерни-стой смеси с остаточной пористостью 5-10% ; верхний слой толщиной 3-4 см-из средне- или мелкозернистой смеси (остаточная пористость 3-5%). При тяжёлых нагрузках и интенсивном движении транспорта покрытия устраивают 3-4-слойными общей толщиной 12-15 см. АСФАЛЬТИРОВАНИЕ начинается с очистки основания от пыли и грязи механич. дорожными щётками и поливомоечными машинами, исправления неровностей основания, обработки его поверхности жидким битумом или битумной эмульсией. Асфальтобетонная смесь приготовляется в асфальтобетоно-смесителях на стационарных или полустационарных заводах (установках), доставляется на место автомобилями-самосвалами и загружается в приёмный бункер асфалътобетоноукладчика, к-рый укладывает, разравнивает и предварительно уплотняет смесь. Окончат. уплотнение осуществляется катками дорожными. .


КОММУНАЛЬНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО, отрасль строительства, занятая сооружением объектов, связанных с обслуживанием жителей городов, посёлков городского типа, районных сельских центров и населённых пунктов сельской местности. В числе этих объектов: системы водоснабжения и канализации с очистными сооружениями и сетями; сооружения городского электрического транспорта с путевым, энергетическим хозяйством, депо и ремонтными предприятиями; сети газоснабжения и теплоснабжения с распределительными пунктами, районными и квартальными котельными; электрические сети и устройства напряжением ниже 35 кв; гостиницы; городские гидротехнические сооружения; объекты внешнего благоустройства населённых мест, озеленения, дороги, мосты, путепроводы, ливнестоки; предприятия санитарной очистки, мусороперерабатывающие и др. Планомерное развитие КОММУНАЛЬНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА в СССР началось ещё в 1-й пятилетке и осуществлялось нарастающими темпами до начала Великой Отечеств, войны 1941-45. В годы 4-й пятилетки (1946-50) проводились работы по восстановлению объектов коммунального назначения, разрушенных во время нем.-фаш. оккупации. В последующие годы КОММУНАЛЬНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО велось высокими темпами в связи с бурным развитием промышленности, культуры, увеличением численности городов и посёлков городского типа .
ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО, теория и практика планировки и застройки городов (см. Город). ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО определяют социальный строй, уровень развития производственных сил, науки и культуры, природно-климатичие условия и национальные особенности страны. ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО охватывает сложный комплекс социально-экономических, строительно-технических, архитектурно-художественных, а также санитарно-гигиенических проблем. Общим для ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО досоциалистических формаций является большее или меньшее влияние на него частной собственности на землю и недвижимое имущество..
ЗЕЛЁНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО, составная часть современного градостроительства. Городские парки, сады, скверы, бульвары, загородные парки (лесопарки, лугопарки, гидропарки, исторические, этнографические, мемориальные), национальные парки, народные парки, тесно связанные с планировочной структурой города, являются необходимым элементом общегородского ландшафта. Они способствуют образованию благоприятной в санитарно-гигиеническом отношении среды, частично определяют функциональную организацию городских территорий, служат местами массового отдыха трудящихся и содействуют художественной выразительности архитектурых ансамблей. При разработке проектов садов и парков учитывают динамику роста деревьев, состояние и расцветку их крон в зависимости от времени года.

Главная страница
Поиск по сайту
Оглавление страниц

Объяснение слов: словарь, справочник, информация. Строительство, экономика, промышленность - все сферы жизни: от А до Г, от Г до П и от П до Я

рткой, образованной 6. ч. тремя мутов-чато расположенными листьями. Цветки различно окрашенные, одиночные или собранные в полузонтичные соцветия. Ок. 150 видов на равнинах и в горных областях обоих полушарий. В СССР более 45 видов;

Ветреница лютиковая .

[0443-7.jpg"="115"="115"="115"="115"="115"="115"="115"="115"="115"="202]

нек-рые из них (жёлтоцветковая В. лютиковая - A. ranunculoides, бело-цветковая В. дубравная - А. пе-morosa и др.) - распространённые рая-невесенние растения. Мн. виды В. декоративны: В. корончатая (A. coronaria), В. японская (A. ja-ponica и др.); большинство В. ядовито. Иногда род В. объединяют с родом прострел (Pulsatilla).

Лит.: Многолетние цветы открытого грунта, М., 1959. М. Э. Кирпичников.

ВЕТРЕНЫЙ ПОЯС, кряж на С. Вос-точно-Европ. равнины к Ю. от Онежской губы в Карел. АССР и Архангельской обл. РСФСР. Дл. ок. 200 км. Вые. 200-300 м (наибольшая 336 м). Состоит из гряд, вытянутых на С.-З. Круто опускается на С. и полого на Ю. Сложен древними кристаллич. сланцами, с интрузиями изверж. пород (перидотиты, габбро) и излияниями базальтов. Покрыт таёжными лесами (гл. обр. ель).

ВЕТРОВА Мария Федосеевна [1870, Черниговская губ.,-12(24).2.1897, Петербург], русская революционерка. Дочь крестьянки, воспитывалась в сиротском доме. По окончании гимназии работала (в 1889-94) учительницей в Любече и Азове. В 1894 поступила на Высшие жен. курсы в Петербурге и вскоре включилась в революц. деятельность "Группы народовольцев". В дек. 1896 арестована в связи с провалом Лахтинской типографии (пос. Лахта под Петербургом) и заключена в Трубецкой бастион Петропавловской крепости. В знак протеста против жестокого тюремного режима покончила жизнь самоубийством (сожгла себя). В ответ на трагич. гибель В. в Петербурге были выпущены две гектографированные прокламации. 4 марта 1897 у Казанского собора в форме панихиды по В. состоялась демонстрация протеста (5-6 тыс. учащейся молодёжи). Демонстранты пытались отправиться по Невскому проспекту, но были окружены конной полицией и разогнаны. Т.н. вет-ровские демонстрации протеста состоялись также в Москве и Киеве.

Лит.: Куделли П. Ф., Народовольцы на перепутье, Л., 1926; Ростов Н., Драма в Бастионе, М., 1933; Могилянский М., В девяностые годы, "Былое", 1924, № 24,

ВЕТРОВАЛ, выворачивание ветром деревьев с корнями. В. увеличивается с возрастом леса. Особенно от В. страдают деревья, поражённые корневой гнилью, а также выросшие в густом лесу и оказавшиеся на просторе после вырубки соседних деревьев. Для предупреждения В. необходимо проводить систе-матич. рубки, создавать сложные древостой и закладывать ветроупорные опушки.

ВЕТРОВАЛЬНЫЕ ПОРОДЫ, древесные породы с неглубокой поверхностно-разветвлённой корневой системой, вследствие чего бури и ураганы выворачивают с корнем деревья этих пород. К В. п. относятся: ель, особенно на тяжёлых глинистых и сырых почвах, а на заболоченных и на песчаных при близком уровне грунтовых вод и на почвах с близким горизонтом многолетнемёрзлых горных пород также и сосна; из листв. пород - берёза, бук, гледичия, а иногда и осина. Ср. Ветроустойчивые породы.

ВЕТРОВАЯ ЭРОЗИЯ, см. Эрозия почвы.

ВЕТРОВЫЕ ТЕЧЕНИЯ, течения поверхностных вод океанов и морей, возникающие в результате действия ветра на водную поверхность. Развитие В. т. происходит под совокупным влиянием сил трения, турбулентной вязкости, градиента давления, отклоняющей силы вращения Земли и др. Ветровая составляющая этих течений без учёта градиента давления носит назв. дрейфового течения. В условиях устойчивых по направлению ветров развиваются мощные потоки В. т., как, напр., Сев. и Юж. Пассатные течения, течение Зап. Ветров и др. Теория В. т. была разработана шведом В. Экманом, рус. учёными В. Б. Штокманом и Н. С. Линейкиным, американцем Г. Стомлом.

ВЕТРОДВИГАТЕЛЬ, двигатель, использующий кинетич. энергию ветра для выработки механич. энергии. В качестве рабочего органа В., воспринимающего энергию (давление) ветрового потока и преобразующего её в механич. энергию вращения вала, применяют ротор, барабан с лопатками, ветроколесо и т. п.

В зависимости от типа рабочего органа и положения его оси относительно потока различают В. карусельные (или роторные), барабанного типа и крыльча-тые. У карусельных В. (рис. 1, а) ось вращения рабочего органа вертикальна. Ветер давит на лопасти, расположенные по одну сторону оси, лопасти по др. сто-
[0443-8.jpg"="297"="297"="297"="297"="297"="297"="297"="297"="297"="266]

рону оси прикрываются ширмой либо спец. приспособлением поворачиваются ребром к ветру. Т. к. лопасти движутся по направлению потока, то их окружная скорость не может превышать скорости ветра. Поэтому карусельные В. относительно тихоходны, более громоздки и менее эффективны, чем крыльчатые. Наибольший коэфф. использования энергии ветра g, оценивающий степень энергетич. совершенства В. и показывающий, какая доля энергии ветрового потока преобразуется в механич. энергию, у них не превышает 0,15. Из числа В. первых 2 типов наибольший |, равный 0,18, имеет роторный В. с двумя полу-цилиндрич. лопастями (рис. 1, б).
[0443-9.jpg"="268"="268"="268"="268"="268"="268"="268"="268"="268"="258]

Рис. 2. Быстроходное ветроколесо: 1 - ступица; 2 - наконечник (мах); 3 - лопасть; 4 - подшипники; 5 - грузы регулятора.

Такие же недостатки присущи В. барабанного типа (рис. 1, в), у к-рого вал барабана расположен горизонтально и перпендикулярно направлению ветрового потока. Преимуществ, распространение получили крыльчатые В., у к-рых ось ветроколеса горизонтальна и параллельна направлению потока. Они имеют наивысший [0443-10.jpg"="17"="17"="17"="17"="17"="17"="17"="17"="17"="17] (до 0,48) и более надёжны в эксплуатации. Т. к. лопасть с наконечником крепления к ступице наз. крылом, то и В. такого типа получил назв. крыль-чатого.

В зависимости от числа лопастей различают ветроколеса быстроходные (менее 4), ср. быстроходности (от 4 до 8) и тихоходные (более 8 лопастей). Быстроходность ветроколеса оценивается числом модулей Z, равным отношению окружной скорости WR внешнего конца лопасти радиусом R, вращающейся с угловой скоростью со, к скорости v набегающего потока. При одинаковом Z ветроколесо большего диаметра имеет меньшую частоту вращения. При прочих одинаковых условиях увеличение числа лопастей также снижает частоту вращения ветроколеса. Ветроколесо с небольшим числом лопастей (рис. 2) обычно состоит из ступицы и лопастей, соединённых с ней жёстко под нек-рым углом Ф к плоскости вращения (рис. 3) или с помощью подшипниковых узлов, в к-рых лопасть поворачивается для изменения угла установки (р. Возд. поток набегает на лопасть с относит, скоростью W под нек-рым углом атаки а. Возникающая на каждой лопасти полная аэро-динамич. сила [0443-11.jpg"="29"="29"="29"="29"="29"="29"="29"="29"="29"="17] раскладывается на

подъёмную силу Ру, создающую вращающий момент М, и на силу Рх лобового давления, действующую по оси ветроколеса. При поворотных лопастях с быстроходным ветроколесом часто
[0443-12.jpg"="147"="147"="147"="147"="147"="147"="147"="147"="147"="111]

Рис. 3. Схема векторов аэродинамических сил и скоростей в сечении лопасти.

конструктивно объединены механизмы регулирования частоты вращения, ограничения мощности и пуска-останова В., осуществляющие поворот лопасти относительно продольной оси В. Многолопастное ветроколесо (рис. 4) сострит из ступицы с каркасом, на к-ром жёстко закрепляются специально спрофилированные лопасти из листовой стали. У тихоходных ветроколёс значение g доходит до 0,38. Ограничение развиваемой мощности обычно производится поворотом тихоходного ветроколеса относительно плоскости, перпендикулярной направлению действия ветрового потока. Мощность, развиваемая на валу ветроколеса, зависит от его диаметра, формы и профиля лопастей и практически не зависит от их числа:
[0443-13.jpg"="168"="168"="168"="168"="168"="168"="168"="168"="168"="19]

где [0443-14.jpg"="28"="28"="28"="28"="28"="28"="28"="28"="28"="14]- мощность на валу ветроколеса, кет; [0443-15.jpg"="14"="14"="14"="14"="14"="14"="14"="14"="14"="16]- плотность воздуха, кг/м3; [0443-16.jpg"="11"="11"="11"="11"="11"="11"="11"="11"="11"="14] - скорость ветра, jn/сек; D - диаметр ветроколеса, м.

Относит, момент [0443-17.jpg"="20"="20"="20"="20"="20"="20"="20"="20"="20"="25] равный[0443-18.jpg"="70"="70"="70"="70"="70"="70"="70"="70"="70"="44]

зависит от быстроходности ветроколеса (рис. 5). У тихоходных макс, значение

[0443-19.jpg"="19"="19"="19"="19"="19"="19"="19"="19"="19"="18]совпадает с начальным моментом[0443-20.jpg"="26"="26"="26"="26"="26"="26"="26"="26"="26"="19] у быстроходных, напротив, номинальное значение[0443-21.jpg"="28"="28"="28"="28"="28"="28"="28"="28"="28"="19] соответствующее[0443-22.jpg"="39"="39"="39"="39"="39"="39"="39"="39"="39"="17]в неск. раз больше[0443-23.jpg"="26"="26"="26"="26"="26"="26"="26"="26"="26"="20]

[0443-24.jpg"="266"="266"="266"="266"="266"="266"="266"="266"="266"="304]

Рис. 4. Тихоходное ветроколесо: 1 - ступица; 2 - лопасть; 3 - каркас; 4 - болты крепления лопасти.

К изучению физ. явлений при прохождении возд. потока через ветроколесо применяют теорию крыла и воздушного винта самолёта. Теоретич. основы расчёта ветроколеса были заложены в 1914-22 рус. учёным Н. Е. Жуковским. Кроме того, он доказал, что [0443-25.jpg"="16"="16"="16"="16"="16"="16"="16"="16"="16"="14]идеального ветроколеса равен 0,593. Его ученики В. П. Ветчинкин, Г. X. Сабинин, а также др. сов. учёные развили теорию ветроколеса, разработали методы расчёта аэродинамич. характеристик и систем регулирования В.
[0443-26.jpg"="169"="169"="169"="169"="169"="169"="169"="169"="169"="315]

Рис. 5. Зависимости значений относительных моментов [0443-27.jpg"="19"="19"="19"="19"="19"="19"="19"="19"="19"="16] и коэффициента использования энергии ветра[0443-28.jpg"="15"="15"="15"="15"="15"="15"="15"="15"="15"="12] от быстроходности Z при различном числе лопастей i вет-роколеса.

Обычно применяют одну из двух осн. схем крыльчатых В.: или с вертикальной трансмиссией и ниж. передаточным механизмом (рис. 6, а), или с расположением всех узлов в головке В. (рис. 6,6). Головку монтируют на поворотной опоре башни, и при изменении направления ветра она поворачивается относительно вертикальной оси. Высота башни определяется диаметром ветроколеса и высотой препятствий, мешающих свободному прохождению возд. потока к В.
[0443-29.jpg"="420"="420"="420"="420"="420"="420"="420"="420"="420"="413]

Рис. 6. Ветродвигатель: а - типа Д-18 (1 - ветроколесо; 2 - верхний редуктор; 3 - виндро-за; 4 - вертикальный вал; 5 -нижний редуктор; 6 - рабочая машина); б - с пневматическим приводом (1 - ветроколесо; 2 - компрессор).
Табл. 1. - Мощность на ветроколесе
Диаметр ветроколеса , м


Мощность на ветроколгсе, квт, при скоростях ветра, м/сек
4


5


6


7


8


9


10 и более



2


0,042


0,083


0,145


0,23


0,345


0,345


0,345
4


0,17


0,33


0,58


0,92


1,38


1,38


1,38
8


0,69


1,34


2,32


3,7


5,5


5,5


5,5
10


1,08


2,1


3,63


5,75


8,6


8,6


8,6
12


1,55


3,03


5,25


8,25


12,4


12,4


12,4
18


3,48


6,6


11,8


18,6


27,8


39,5


54,6
30


9,6


18,9


32,6


51,6


77,3


110,0


151,1

Для работы с более тихоходными исполнит. машинами используют обычно мно-голопастные В., а для агрегатирования с генераторами, центробежными насосами и др. быстроходными машинами -двух-, трёхлопастные В. Кроме механич. привода, применяют также электрич., пневматич., гидравлич. и смешанный приводы. Ориентация ветроколеса по направлению ветра у В. осуществляется автоматически хвостовым оперением, поворотными ветрячками (см. Виндроза) или расположением В. за башней (самоориентация).

Т. к. мощность В. пропорциональна кубу скорости ветра, то в реальных условиях эксплуатации необходимо ограничение мощности при v>vp и регулирование частоты вращения ветроколеса. Действие различных систем автоматич. регулирования основано на изменении аэродинамич. характеристик лопасти или всего ветроколеса в соответствии с действующей скоростью ветра, частотой вращения ветроколеса и значением нагрузки. До определённых расчётных значений скорости ветра vpсистема регулирования в действие не вступает и В. работает с переменной мощностью. При скоростях, больших vp, с помощью системы регулирования мощность поддерживается почти постоянной. В районах со среднегодовыми скоростями ветра vг 4-5 м/сек vp _ обычно принимается 7-9 м/сек, при vг6-7 м/сек - 10- 12 м/сек, а при vг более 7 м/сек - 13- 14 м/сек. В табл. 1 приведены мощности, к-рые может развить В. при кси = = 0,35 и vp = 8 м/сек (для В. с диаметром ветроколеса 2-12 м) и vp = = 10 м/сек (для В. с диаметром ветроколеса более 12 м).

В тихоходных В. получили наибольшее распространение системы автоматич. регулирования путём вывода ветроколеса из-под ветра давлением, создаваемым возд. потоком на дополнит, поверхности - боковые планы (рис. 6,6), или давлением на ветроколесо, ось вращения к-poro смещена (эксцентрично расположена) относительно вертикальной оси поворота головки. В исходное положение ветроколесо возвращается усилием пружины. Принудит, остановка В. производится установленной на башне лебёдкой через систему тросов, натяжением к-рых выводят ветроколесо из-под ветра. Система регулирования с боковым планом применена в отечеств. В. ТВ-8, "Буран" и во многих зарубежных; система регулирования при эксцентричном расположении ветроколеса применена в отечеств. В. ТВМ-3, ТВ-5 и в ряде В., выпускаемых в США, Великобритании, Австралии и др. странах. В большинстве быстроходных В. регулирование осуществляется поворотом лопасти или её концевой части относительно продольной оси. Быстроходный В., разработанный А. Г. Уфимцевым и В. П. Ветчинкиным, регулирует частоту вращения своего ветроколеса поворотом лопасти ребром к потоку вследствие комбинированного действия на неё давления возд. потока и момента её центробежных сил. В СССР такие В. имеют диаметр ветроколеса 10, 12, 18 м, мощность от 7,4 до 29,5 квт и применяются обычно как первичные двигатели ветроэлектрических станций. У В. относительно небольшой мощности (до 5 кет) лопасти при регулировании поворачиваются в сторону увеличения угла установки ф центробежными силами, развиваемыми лопастями и установленными на них грузами (метод В. С. Шаманина), или регулирование осуществляется поворотом лопастей в сторону уменьшения угла ф под действием центробежных сил лопастей и грузов регулятора. Этот метод (Е. М. Фатеева и Г. А. Печковского) применён в В. ВБЛ-3, ВЭ-2М, "Беркут" (рис. 7) и др. Для более мощных В. применяют стабилизаторное регулирование (метод Г. X. Сабинина и Н. В. Красовского), выполняемое обычно концевой частью лопасти, к-рая поворачивается относи-
Табл. 2. - Годовая выработка энергии на валу ветроколеса
vr, м/сек


Т раб, ч


Годовая выработка энергии, Мвт*ч, при диаметрах ветроколеса, м
2


4


8


10


12


18


30
3


3500


0,3


1,2


4,8


7,5


10,7


23,8


66,3
4


5300


0,7


2,7


10,8


16,8


24,0


52,0


145,0
5


6500


1,1


4,3


17,2


26,6


38,0


85,0


230,0
6


7300


1,5


6,0


23,8


36,7


53,0


116,0


315,0
7


7800


1,8


7,5


29,7


45,5


66,0


142,0


403,0

тельно оси под действием сил, возникающих на стабилизаторе. Он управляется центробежным регулятором. Вследствие высокой равномерности вращения таких В. их применяют для работы с электрич. генераторами (В. Д-12, Д-18 и Д-30). В. "Сокол" с электрич. трансмиссией имеет комбинированное моментно-центробежное регулирование (метод Я. И. Шефтера), основанное на изменении подъёмной силы лопасти при её повороте относительно продольной оси в сторону уменьшения или увеличения угла установки под действием движущего момента на ветроколесе. Для предохранения В. от разноса при малых -значениях момента нагрузки имеется центробежный регулятор, также управляющий поворотом лопастей. Такой В. может работать изолированно и параллельно с др. агрегатами или электрич. сетью. В нек-рых В. применяют регуляторы в виде тормозных открылков, торцевых клапанов и др. устройств, уменьшающих аэродинамич. момент. У В. "Allgaier" (ФРГ) поворот лопастей осуществляется механо-гидравлич. системой; при очень большой частоте вращения В. автоматически останавливается.

В табл. 2 приведена годовая выработка энергии на валу ветроколеса при кси = = 0,35 в зависимости от среднегодовой скорости ветра vr, диаметра ветроколеса D и максимально возможного числа часов работы Траб В. в году.

О применении В. и перспективах их развития см. в ст. Ветроэнергетика.

Лит.: Фатеев Е. М., Ветродвигатели и ветроустановки, 2 изд., М., 1957; Перли С. Б., Быстроходные ветряные двигатели, М.-Л., 1951; Шефтер Я. И., Рождественский И. В., Ветрона-сосные и ветроэлектрические агрегаты, М., 1967. Я. И. Шефтер.

ВЕТРОКОЛЕСО, рабочий орган ветродвигателя. Служит для преобразования кинетич. энергии поступательно движущегося возд. потока в механич. энергию вращения вала ветродвигателя.

Я. И. Шефтер.

ВЕТРОУПОРНАЯ ОПУШКА, полоса леса шир. 20-30 м, предназначенная для защиты леса от ветровала. В. о. закладывают гл. обр. из листв. древесных пород с глубокой корневой системой, способных развивать мощную крону, и располагают перпендикулярно господствующим ветрам. В. о. формируют путём сильного изреживания молодых деревьев. Это способствует образованию мощной разветвлённой кроны, способной отражать порывы ветра. Между деревьями высаживают листв. кустарники.

ВЕТРОУСТОЙЧИВЫЕ ПОРОДЫ, древесные породы с глубокой и разветвлённой корневой системой и крепким стволом, хорошо противостоящие бурям и ураганам и не подверженные ветровалу. К В. п. относят дуб, сибирский кедр, эвкалипты, секвойю и др. Ветроустойчивость деревьев связана с условиями произрастания. На глубоких, относительно рыхлых и хорошо дренированных почвах, при низком уровне грунтовых вод и у редко стоящих молодых деревьев формируется более глубокая и разветвлённая корневая система; на мелких каменистых, на тяжёлых заболоченных почвах, на песчаных почвах при высоком уровне грунтовых вод, а также при неглубоком расположении многолетнемёрзлых горных пород - поверхностно-разветвлённая . Повышают ветроустойчивость также ветроупорные опушки. Ср. Ветровальные породы.

ВЕТРОЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ СТАНЦИЯ, ветроэнергетическая установка, преобразующая кинетическую энергию ветрового потока в электрическую. В. с. состоит из ветродвигателя, генератора электрич. тока, автоматич. устройств управления работой ветродвигателя и генератора, сооружений для их установки и обслуживания. В большинстве случаев В. с. пользуются как источником электроэнергии относительно небольшой мощности в местах, характеризующихся хорошим ветровым режимом (среднегодовая скорость ветра превышает 5 м/сек) и удалённых от сетей централизов. электроснабжения (Арктика, прибрежные зоны Каспийского и Охотского морей, степи, пустыни и полупустыни). Наиболее перспективно применение В. с. в с. х-ве.

Первая в мире В. с. мощностью 8 кет с инерционным аккумулятором построена в 1929-30 в СССР (в г. Курске) по проекту сов. изобретателя А. Г. Уфим-цева и профессора В. П. Ветчинкина. В 1931 была сооружена В. с. мощностью 100 кет для параллельной работы с мощной тепловой электростанцией, питающей электроэнергией г. Севастополь. В 50-х гг. 20 в. было построено несколько В. с. мощностью 30 кет с тепловым резервом, а также многоагрегатная В. с. мощностью 400 кет (в Казахстане), состоящая из 12 установок, работающих параллельно с дизельной электростанцией. Во Франции эксплуатируется В. с. мощностью 640 кет. Наиболее мощная (1,25 Мет) В. с. построена в США. Самые малые В. с. имеют мощность 100 вт. Во всём мире насчитывается более 70 тыс. В. с. (по данным ЮНЕСКО на 1967).

В. с. малой (до 3 кет) мощности (рис. 1) имеют генераторы постоянного или перем. тока и работают с батареями электрохим. аккумуляторов, к-рые не только запасают энергию на периоды безветрия, но и сглаживают пульсации напряжения. В. с. средней (рис. 2) и большой мощности вырабатывают переменный ток. При изолированной работе для улучшения качества энергии и её кратковрем. аккумулирования В. с. снабжают инерционными аккумуляторами и электрич. регуляторами напряжения. Наиболее эффективно применение В. с. совместно с тепловым (дублирующим) двигателем или параллельно с неветровой электростанцией.

В широко распространённых В. с. быстроходное ветроколесо соединено через повышающий 2-3-ступенчатый редуктор с генератором, все осн. механизмы расположены в головке, а энергия от генератора передаётся потребителю по электрич. кабелю; электрич. аппаратура управления обычно располагается в помещении, находящемся рядом с башней. Такие В. с. требуют меньше металла, но они создают нек-рые неудобства в эксплуатации. Реже встречаются В. с. с 2 редукторами (верхним и нижним), соединёнными вертикальной механич. передачей. В этом случае генератор располагается внизу, в помещении. В таких В. с. проще обслуживание и ремонт оборудования, но кпд их меньше из-за расхода части энергии на трение в дополнит, элементах механич. передачи. Применяют также В. с. с пневматической передачей мощности, предложенной французским инженером И. Анд-ро. В этой В. с. быстроходное ветро-колесо имеет полые лопасти, через каналы к-рых при вращении с большой скоростью выбрасывается воздух. В башне создаётся разрежение, и перемещением воздуха, засасываемого из атмосферы, приводится во вращение возд. турбина, соединённая с генератором. Такая В. с. имеет малые перегрузки, требует меньше металла, чем обычные В. с., надёжна в эксплуатации, но конструктивно более сложна и имеет меньший кпд. Для надёжного ограничения мощности во время больших скоростей ветра (бурь), поддержания постоянства частоты вращения и напряжения генератора применяют сложные автоматич. системы аэродинамич. и электрич. регулирования параметров В. с. (см. Ветродвигатель), а также автоматически управляемую бесступенчатую (фрикционную) передачу от ветродвигателя к генератору. Такая бесступенчатая передача установлена на В. с. типа Д-12, построенной в СССР в 1957. При параллельной работе применяют устройства, ограничивающие перегрузки (асинхронные муфты скольжения и др.).

Работы по созданию более современных и экономичных В. с. ведутся в СССР, Великобритании, Франции, ФРГ, Канаде и др. Разработаны проекты В. с. мощностью до 5 Мет (Филиппины, 1967). В перспективе применение полностью автоматизированных В. с., а также тропопаузных (высотных) станций, представляющих собой комплекс из ветроколеса, укреплённого на оболочке аэростата, электрич. генератора и аппаратуры автоматич. управления и регулирования, размещаемых внутри оболочки (в гондоле). Аэростат (дирижабль) поднимают на высоту 8-12 км, в зону постоянно действующих с большой скоростью (до 100 м/сек) возд. потоков. См. Ветроэнергетика.

Лит.: Рождественский И. В., Шефтер Я. И., Полуавтоматическая ветроэлектрическая станция с бесступенчатой передачей, "Вестник сельскохозяйственной науки", 1958, № 12; Ветроэлектрические станции, М.-Л., 1960. Я. И. Шефтер.

ВЕТРОЭНЕРГЕТИКА, отрасль науки и техники, разрабатывающая теоретич. основы, методы и средства использования энергии ветра для получения механич., электрич. и тепловой энергии и определяющая области и масштабы целесообразного использования ветровой энергии в нар. х-ве. В. состоит из 2 осн. частей: ветротехники, разрабатывающей теоретич. основы и практич. приёмы проектирования технич. средств (агрегатов и установок), и ветроис-пользования, включающего теоретич. и практич. вопросы оптимального использования энергии ветра, рациональной эксплуатации установок и их технико-экономич. показателей, обобщение опыта применения установок в нар. х-ве. В. также опирается на результаты аэрология, исследований, на базе к-рых разрабатывается ветроэнергетический кадастр. По данным ветро-энергетич. кадастра не только выявляют районы с благоприятным ветровым режимом, но и устанавливают виды работ, где применение ветровой энергии целесообразно и экономически выгодно по сравнению с другими энергоисточниками. Ветровую энергию прежде всего следует использовать в таких производств, процессах, к-рые допускают перерывы в подаче энергии, или в тех случаях, когда продукт переработки может быть заготовлен впрок (подъём воды, орошение, дренаж, помол зерна, кормоприготовление, зарядка электро-хим. аккумуляторов и т. п.). Учитывая важность этой отрасли, В. И. Ленин в первый "Набросок плана научно-технических работ" (апрель 1918) включил работы по использованию энергии воды и ветра вообще и в земледелии в частности; в письме к А. П. Серебровскому (апрель 1921) В. И. Ленин подчёркивал важное значение использования в Бакинском районе ветряных двигателей для орошения земли и развития земледелия.

Ветровая энергия, наряду с солнечной и водной, принадлежит к числу постоянно возобновляемых и, в этом смысле, вечных источников энергии, обязанных своим происхождением деятельности Солнца. Вследствие неравномерного нагрева солнечными лучами земной поверхности и нижних слоев земной атмосферы, в приземном слое, а также на высотах от 7 до 12 км возникают перемещения больших масс воздуха, т. е. рождается ветер. Он несёт колоссальное количество энергии: 96*1021 дж (26,6*1015 квт*ч), что составляет почти 2% энергии всей солнечной радиации, попадающей на Землю. Сила ветра, зависящая от его скорости, изменяется в очень широких пределах - от лёгкого дуновения до урагана, скорость к-рого достигает 60-80 м/сек. Потенциальные ресурсы ветровой энергии на всей территории СССР определены в 10,7 Гвт (млрд. кет) с возможной годовой отдачей 65*1018 дж (18-1012 квт-ч). Используя даже несколько процентов этой энергии, можно удовлетворить значит, часть потребностей страны. Исходя из хозяйств., ветровых и др. зональных условий, определяют тип применяемой ветроустановки и её экономические показатели.

К достоинствам ветровой энергии прежде всего следует отнести доступность, повсеместное распространение и практич. неисчерпаемость ресурсов. Источник энергии не нужно добывать и транспортировать к месту потребления: ветер сам поступает к установленному на его пути ветродвигателю. Эта особенность ветра чрезвычайно важна для труднодоступных (арктических, степных, пустынных, горных и т. п.) р-нов, удалённых от источников центра-лизов. энергоснабжения, и для относительно мелких (мощностью до 100 квт) потребителей энергии, рассредоточенных на обширных пространствах. Осн. препятствие к использованию ветра как энергетич. источника - непостоянство его скорости, а следовательно, и энергии во времени. Ветер обладает не только многолетней и сезонной изменчивостью (рис. 1), но также изменяет свою активность в течение суток (рис. 2) и за очень короткие промежутки времени (мгновенные пульсации скорости и порывы ветра) (рис. 3).
[0443-30.jpg"="298"="298"="298"="298"="298"="298"="298"="298"="298"="128]

Рис. 1. Сезонная изменчивость скоростей ветра.
[0443-31.jpg"="294"="294"="294"="294"="294"="294"="294"="294"="294"="136]

Рис. 2. Суточное изменение скоростей ветра.
[0443-32.jpg"="289"="289"="289"="289"="289"="289"="289"="289"="289"="122]

Рис. 3. Характер изменений скорости ветра за короткий промежуток времени.

Потенциал ветровой энергии зависит от значений среднегодовой или среднепериодной скорости и повторяемости различных скоростей ветра. Его оценивают кол-вом энергии, к-рую с помощью ветродвигателя можно получить в данной местности. В зонах с умеренным ветровым режимом (среднегодовая скорость ветра 5 м/сек) на 1 км2 можно получить годовую выработку электроэнергии ок. 3,6 Мдж (1 млн. квт-ч, или 1 Гвт*ч). Мощность ветрового потока пропорциональна кубу скорости ветра. Поэтому даже относительно небольшие его изменения приводят к значит, колебаниям мощности, развиваемой ветродвигателем, в диапазоне скоростей от минимальной рабочей, при к-рой ветродвигатель начинает вырабатывать полезную мощность, до расчётной,, к-рой соответствует установл. мощность ветроэнергетической установки. Конструкции и способы регулирования частоты вращения и мощности ветродвигателей обеспечивают их надёжную работу при буревых скоростях ветра (40-50 м/сек) и ограничение развиваемой мощности таким образом, что макс, мощность превышает установленную обычно не более чем на 15-20% . Чтобы уменьшить колебания мощности или избежать их, ветровую энергию в периоды, когда имеется избыточная мощность, аккумулируют и затем используют в периоды безветрия или недостаточных скоростей ветра. Специфичностью аккумулирования в значит, мере объясняются трудности утилизации ветровой энергии и причины ещё недостаточного её практич. использования.

Краткая история развития В. С древнейших времён человек использовал энергию ветра сначала в судоходстве, а затем для замены своей мускульной силы. Первые простейшие ветродвигатели применяли в глубокой древности в Египте и Китае. В Египте (ок. г. Александрии) сохранились остатки кам. ветряных мельниц барабанного типа, построенных ещё во 2-1 вв. до н. э. В 7 в. н. э. персы строили ветряные мельницы уже более совершенной конструкции - крыльчатые. Несколько позднее, по-видимому в 8-9 вв., ветряные мельницы появились на Руси и в Европе. Начиная с 13 в., ветродвигатели получили широкое распространение в Зап. Европе, особенно в Голландии, Дании и Англии, для подъёма воды, размола зерна и приведения в движение различных станков. До Великой Окт. со-циалистич. революции в крест, х-вах России насчитывалось ок. 250 тыс. ветряных мельниц, к-рые ежегодно перемалывали половину урожая (ок. 33 млн. т, или 2 млрд. пудов зерна). С изобретением паровых машин, а затем двигателей внутр. сгорания и электродвигателей старые примитивные ветряные двигатели и мельницы были вытеснены из мн. отраслей и остались гл. обр. в с. х-ве. В начале 20 в. русский учёный Н. Е. Жуковский разработал теорию быстроходного ветродвигателя и заложил науч. основы создания высоко-производит. ветродвигателей, способных более эффективно использовать энергию ветра. Они были построены его учениками после организации в 1918 Центр, аэрогидродинамич. ин-та (ЦАГИ). Сов. учёные и инженеры теоретически обосновали принципиально новые схемы и создали совершенные по конструкции ветроэнергетич. установки и ветроэлектрические станции (ВЭС) различных типов мощностью до 100 квт для механизации и электрификации процессов с.-х. производства и др. целей. Большие заслуги в создании основ В. и вет-роиспользования имеют сов. учёные Н. В. Красовский, Г. X. Сабинин, Е. М. Фатеев и др. Пром. выпуск ветродвигателей для механич. привода машин был налажен в нач. 20 в., а элект-рич. ветроагрегатов с генераторами небольшой мощности - примерно в 20-х гг. В 40-50-х гг. в СССР и за рубежом получило интенсивное развитие строительство ВЭС. Так, в Дании в период 2-й мировой войны работали неск. десятков ВЭС, выработка к-рых превысила 80 млн. квт-ч электроэнергии. За годы Сов. власти налажено серийное произ-во специализированных и универсальных ветродвигателей мощностью от 0,7 до 11 кет (от 1 до 15л. с.), гл. обр. с механич. и электрич. трансмиссиями. В послевоен. период было выпущено более 40 тыс. ветродвигателей, в основном типов ТВ-8, ТВ-5, Д-12, ВЭ-2, к-рые с большой эффективностью применялись в колхозах и совхозах.

Состояние В. к концу 60-х гг. 20 в. В СССР созданы новые типы более совершенных унифицированных быстроходных ветроэнергетич. агрегатов (ВБЛ-3, ВПЛ-4, "Беркут", "Ветерок" и др.), в к-рых используются новые типы насосов и генераторов, пневматич., электрич. и др. виды приводов, более совершенные системы регулирования. Большинство ветродвигателей применяют для механизации подъёма воды, особенно на пастбищах и отдалённых фермах в Поволжье, на Алтае и Чёрных землях, в Казах., Туркм., Узб. ССР и др. зонах, где они работают 250-300 дней в году. Разработка теоретич. основ и создание новых конструкций ветроэнергетич. агрегатов различного назначения проводятся в Сов. Союзе (Всесоюзный НИИ электрификации с. х-ва, Всесоюзный НИИ электромеханики, ЦАГИ и др.), ФРГ (Штутгартская школа ветроэнергетиков), США, Великобритании, Франции, Дании и др. странах. В тех странах мира, где широко развита В., используются (по неполным данным) более 600 тыс. ветроэнергетич. установок (по материалам ЮНЕСКО за 1967). В 1968 в Австралии эксплуатировались более 250 тыс. ветро-установок, преимущественно насосных. В СССР число эксплуатируемых ветродвигателей (без самодельных) составляет 8-9 тыс.

Перспективы развития. Роль В. в Сов. Союзе возрастает при реализации большой программы по обводнению и мелиорации земель и решении важнейших задач развития механизации животноводства и электрификации с. х-ва. Ветроэнергетич. установки с успехом могут быть применены для механизации водоснабжения потребителей, осушения заболоч. участков и мелкооазисного орошения бахчевых, кормовых и огородных культур во вновь осваиваемых пустынных и полупустынных зонах, для энергоснабжения отдалённых объектов и др. Для этих целей предполагается применить десятки тыс. вет-роустановок, что в неск. раз снизит затраты на водоподъём. Это явится, как писал ещё в 30-х гг. 20 в. известный рус. учёный К. А. Тимирязев, идеальным решением вопроса борьбы с засухой. Первые опыты показали, что ветроэлект-рич. агрегаты также целесообразно применять для питания энергией установок по опреснению минерализованных грунтовых вод, для т. н. катодной защиты трубопроводов и мор. сооружений от коррозии, а ветропневматич. установки- для аэрации водоёмов в зимнее время закачкой воздуха под лёд. Изучается возможность создания более крупных ВЭС (в частности, на Филиппинах - до 5 Мет) для энергоснабжения изолированных потребителей в труднодоступных районах (арктических, горных и др.) и на островах, куда доставка топлива сложна и дорога. Наиболее перспективно применение таких ВЭС для параллельной или совместной работы с др. электрич. станциями. В более отдалённой перспективе - применение высотных ВЭС мощностью до 3-5 Мет, использующих энергию возд. потоков в тропопаузе.

Лит.: Вопросы ветроэнергетики, [Сб. ст.], М., 1959; Красовский Н. В., Сабинин Г. X., Проблемы использования энергии ветра, М., 1923; Красовский Н. В., Как использовать энергию ветра, М.- Л., 1936; Шефтер Я. И., Ветроиспользование и его роль в энергетике сельского хозяйства, "Научные труды по электрификации сельского хозяйства", 1967, т. 20; Шефтер Я. И. [сост.], Состояние, научно-технические и экономические основы развития ветроэнергетики и рекомендации по применению ветродвигателей, М., 1966; Сабинин Г. X., Фатеев Е. М., Проблема использования энергии ветра в СССР, состояние и перспективы, "Изв. АН СССР. Отделение технических наук. Энергетика н автоматика", 1960, №6; Колод и н М. В., Ветер и ветротехника, Аш., 1957; Тажиев И. Т., Энергия ветра, как энергетическая база электрификации сельского хозяйства Казахстана, А.-А., 1949; G.o.lding E. W., The generation of electricity by wind power, L., 1955. М. В. Колодин, Я. И. Шефпгер.

ВЕТРОЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ УСТАНОВКА, комплекс технич. устройств для преобразования кинетич. энергии ветрового потока в к.-л. др. вид энергии. В. у. (см. блок-схему, рис. 1) состоит из ветроагрегата (ветродвигатель 1 в комплекте с одной или неск. рабочими машинами 2) (рис. 2), аккумулирующего или резервирующего устройства 3, в ряде случаев дублирующего неветрового двигателя 4 и систем 5 ав-томатич. управления и регулирования режимов работы.

В качестве аккумулирующего устройства часто применяют наполняемую водой ёмкость или батареи электрохим. аккумуляторов; для кратковременного запаса энергии и выравнивания потребляемой мощности при небольших изменениях скорости ветра - инерционные аккумуляторы. Дублирующий двигатель (обычно двигатель внутр. сгорания) используют в периоды безветрия и в тех случаях, когда из-за снижения скорости ветра мощность, развиваемая ветродвигателем, становится ниже номинальной либо недостаточна для питания электроэнергией всей присоединённой нагрузки.
[0443-33.jpg"="276"="276"="276"="276"="276"="276"="276"="276"="276"="153]

Системы автоматического управления и регулирования служат для включения и выключения ветродвигателя (в зависимости от режимов ветра и нагрузки, степени заполнения водой ёмкости или заряда аккумулятора), для контроля за работой гл. элементов В. у., согласования режимов совместной или параллельной работы ветряного и теплового двигателей и др.

Различают В. у. спец. назначения (насосные, или водоподъёмные, элект-рич. зарядные, мельничные, опреснительные и т. п.) и комплексного применения (ветросиловые и ветроэлектрические). В силовых В. у. от механич. трансмиссии ветродвигателя приводятся в движение исполнит, машины, в элект-рич. В. у. вырабатываемая электроэнергия передаётся на электродвигатель исполнит, машины. В зависимости от типа и характеристик ветродвигателей и рабочих машин В. у. могут быть тихоходными, ср. быстроходности и быстроходными. Установленная (расчётная) мощность В. у. зависит гл. обр. от диаметра ветроколеса и значения расчётной скорости ветра. Известны В. у. мощностью от 100 вт до 1000 квт. В отличие от др. энергетич. установок, В. у. работает с постоянно изменяющимися в широких пределах мощностью и частотой вращения ветроколеса. См. также Ветроэнергетика.

Лит.: Фатеев Е. М., Ветродвигатели и ветроустановки, 2 изд., М., 1957; его же, Ветросиловые установки, М-, 1959; Шефтер Я. И. и Рождественский И. В., Ветронасосные и ветроэлектрические агрегаты, М., 1967. Я. И. Шефтер.

ВЕТРОЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ КАДАСТР, система учёта (свод данных) ветроэнергетич. ресурсов, представляющая собой совокупность объективных и необходимых количеств, сведений, характеризующих режимы скоростей ветра в той или иной местности. На основании этой системы можно судить о производительности и режиме работы ветроэнергетич. агрегатов. Сведения о повто-ряемостях мгновенных и средних скоростей ветра, длительностях возможных затиший представляют в виде статистич. закономерностей, а также в табличной или графич. форме, пользуясь для этого материалами многолетних наблюдений на метеостанциях, публикуемыми в справочниках по климату СССР, а также данными спец. анеморазведок. Данные В. к. служат основой расчётов, проводимых в ветроэнергетике. Для наиболее полного матем. описания изменений интенсивности ветра во времени пользуются моделью случайного процесса, учитывающей как тенденции сезонной изменчивости общего уровня скоростей ветра, так и их случайные вариации.

Лит.: Константинов В. А., К вопросу о ветроэнергетическом кадастре СССР, в сб.: Энергетические ресурсы СССР, т. 2, М., 1938;Красовский Н. В., Энергетические ресурсы ветра, в кн.: Атлас энергетических ресурсов СССР, т. 1, ч. 3, М., 1935; Методы разработки ветроэнергетического кадастра, Сб. ст., М., 1963; Гриневич Г. А., Опыт разработки элементов малого ветроэнергетического кадастра Средней Азии и Казахстана, Таш., 1952; Исследования характеристик режима возобновляющихся источников энергии - воды, ветра и солнца, Таш., 1963. Г. А. Гриневич.

ВЕТРЫ МЕСТНЫЕ, ветры в ограниченных районах, выделяющиеся своей скоростью, повторяемостью, направлением или др. особенностями. Под этим общим назв. объединяются ветры различного происхождения: 1) местные циркуляции, независимые от возд. течений

общей циркуляции атмосферы и связанные с особенностями в нагревании земной поверхности: бризы в прибрежных р-нах морей и больших озёр и горно-долинные ветры в горах, меняющие направление дважды в сутки; ледниковые ветры - постоянно дующие вниз по склонам ледниковых долин. 2) Ветры, связанные с течениями общей циркуляции атмосферы, проходящими над горным массивом. На подветренных склонах гор возд. течение получает нисходящую составляющую скорости и усиливается; создаётся ветер типа фена, боры, сармы и т. п. Такие ветры приводят к характерным изменениям в общем режиме погоды (потепление и падение влажности при фене, похолодание при боре и пр.). 3) Ветры, связанные с течениями общей циркуляции атмосферы, но без нисходящей составляющей, а топографически усиленные в данном районе: афганец, урсатьевский ветер в Ср. Азии, каньонный ветер в Сев. Америке, косава на Балканском п-ове и др. 4) Ветры, связанные с течениями общей циркуляции атмосферы, даже не усиленные в данном районе, но создающие в нём особый практически важный режим погоды, приносящие потепление или похолодание, песчаную пыль или влагу, вызывающие сильные метели и т. п.: суховеи на Ю. Европ. части СССР, сирокко в Средиземноморье, хамсин в Египте, харматтан в Зап. Африке, пурга в Сев. и Центр. Азии, блиццард в Сев. Америке, памперо в Аргентине и др. 5) К местным ветрам можно отнести и многочисленные пыльные вихри, шквалы, пыльные и песчаные бури и др., связанные с неустойчивой стратификацией атмосферы при сильном нагревании воздуха снизу или притоке холодного воздуха в высоких слоях. Назв. В. м. весьма многочисленны и указывают чаще всего на их преобладающее направление или на геогр. район, где они наблюдаются.

Лит.: Бурман Э. А., Местные ветры, Л., 1969. С. П. Хромов.

ВЕТРЯНАЯ ОСПА, острое инфекц. заболевание, сопровождающееся лихорадкой и характерными пузырьковыми высыпаниями на коже. Заболевают преим. дети в возрасте до 10 лет. После перенесения В. о. иммунитет сохраняется на всю жизнь. Возбудитель В. о.- фильтрующийся вирус, к-рый передаётся от больного здоровому гл. обр. воздушно-капельным путём (с мелкими брызгами слюны при кашле, разговоре, чихании). Развивающаяся циркуляция вируса в крови (вирусемия) обусловливает его проникновение в различные участки кожи, где и образуются сначала красные пятнышки, слегка приподнятые над уровнем кожи, превращающиеся затем в пузырьки. Инкубац. период (время от заражения до появления первых признаков болезни) - от 11 до 21 сут. Вслед за повышением темп-ры до 39- 39,50 С, к-рая держится 5-7 сут, на различных участках тела, в зеве и на слизистой оболочке носоглотки появляется сыпь. Образующиеся пузырьки наполнены прозрачной жидкостью и окружены тонким красным ободком. В дальнейшем пузырьки лопаются, их содержимое подсыхает и образует корки. Характерны повторные высыпания и многообразие сыпи. Наряду с пятнышками и пузырьками могут появляться корочки. Сыпь располагается на лице, волосистой части головы, туловище, иногда конечностях, включая ладони и подошвы. Осложнения при В. о. чрезвычайно редки (гл. обр. у ослабленных детей); развиваются при внесении гнойной инфекции при расчесывании сыпи (импетиго, абсцессы и др.). Профилактика: заболевший может передать инфекцию начиная с последних суток ин-кубац. периода (за 1-2 сут до появления первых высыпаний) по 5-е сутки с момента последнего высыпания пятен. На всё это время всякие контакты здоровых неболевших детей с больным запрещаются, т. к. заразительность В. о. очень велика. Неболевшие дети, бывшие в контакте с заболевшим, подвергаются карантину (на дому) или разобщению сроком на 21 сут; если точно установлен день контакта, детей изолируют с 11 сут после контакта по 21. Поскольку есть достаточные доказательства идентичности вируса В. о. и опоясывающего лишая, следует оберегать неболевших В. о. детей от контакта с больными опоясывающим лишаем.

Лечение: постельный режим в первые сут болезни; строгая чистота во избежание внесения гнойной инфекции при расчесывании сыпи. Смазывание элементов сыпи тёмно-красным раствором марганцовокислого калия или раствором бриллиантовой зелени.

Лит.: Носов С. Д., Учебник детгких инфекционных болезней, 2 изд., М., 1961.

К. В. Бунин.

ВЕТТЕРН (Vattern), озеро на Ю. Швеции, на вые. 88,5 м. Дл. 129 км, шир. до 28 км, пл. 1900 км2. Макс, глубина 119 м (в юж. части). Площадь водосборного басе. ок. 6 тыс. км2. На Ю.- о. Ви-сингсё. Глубокая котловина В. текто-нич. происхождения, является грабеном, обработанным плейстоценовыми ледниками. Дно и берега скалисты. Берега высокие, особенно восточный, с крутыми склонами. Питание ключевое, вода прозрачная и холодная (в июле 60С, 70С). Многолетние колебания уровня воды свыше 1 м, с подъёмами летом. На В. наблюдаются сейши и сильные волнения, вследствие чего озеро замерзает поздно - к февралю (в более широкой части - не каждый год). Соединяется с Балтийским м. через р. Мутала и Гёта-канал; с Северным м. через Гёта-канал, оз. Венерн и р. Гёта-Эльв. На берегах В.- гг. Мутала, Йёнчёпинг, Хускварна, Карльсборг.

ВЕТТИСФОСС (Vettisfoss), водопад в Зап. Норвегии, в глубине Согне-фьор-да, близ г. Ордаль, на притоке небольшой р. Утла. Вые. 261 м. Объявлен заповедником.

ВЕТТШТЕЙН (Wettstein) Рихард (30.6. 1863, Вена,- 10.8.1931, Тринс, Тироль), австрийский ботаник. Почётный чл. АН СССР (1927). С 1892 проф. нем. ун-та в Праге, с 1899 проф. ун-та и директор Ботанич. ин-та и сада в Вене. Автор теории происхождения обоеполого цветка покрытосеменных из неск. однополых (как мужских, так и женских) цветков голосеменных и основанной на ней филогенетич. системы ("Руководство по систематике растений", т. 1-2, 1901-08, рус. пер., т. 1-2, 1903-12). Один из создателей морфолого-геогр. метода в систематике растений. Открыл явление сезонного диморфизма у цветковых растений. В вопросах эволюции придерживался ламаркистских взглядов. Лит.: Вульф Е. В., Рихард Веттштейн. [Некролог], "Природа", 1932, ...No 4; Janсhеn Е., Richard Wettstein, "Osterreichische botanische Zeitschrift", 1933, Bd 82, H. 1-2 (имеется список работ).

ВЕТХИЙ ЗАВЕТ, первый, наиболее значительный по объёму раздел Библии, являющийся священным каноном как для иудаистов, так и для христиан.

ВЕТЧИНКИН Владимир Петрович [17(29).6.1888, Кутно, ныне в Польше,- 6.3.1950, Москва], советский учёный в области аэродинамики, самолётостроения и ветроэнергетики, доктор технич. наук, проф. (1927), засл. деятель науки и техники РСФСР (1946). В 1915 окончил Моск. высшее технич. уч-ще (МВТУ). Ближайший ученик и продолжатель работ H. E. Жуковского. Один из организаторов Центр, аэрогидродина-мич. ин-та (ЦАГИ). Вёл многолетнюю науч. (в ЦАГИ) и пед. (в МВТУ и др. ин-тах) работу по теории и расчёту гребных винтов, динамике полёта и прочности самолёта, использованию энергии ветра и конструированию ветроэлектро-станций и др. В. опубликовал ок. 150 науч. работ. Гос. пр. СССР (1943). Награждён 3 орденами.

С о ч.: Избр. труды, т. 1-2, М., 1956-59.

Лит.: Голубев В. В., Труды по аэродинамике, М.-Л., 1957, с. 913 - 42.

ВЕХ, цикута (Cicuta), род растений сем. зонтичных. Многолетние водные или болотные травы с дважды- и че-тыреждыперистыми листьями. Цветки мелкие, белые, собраны в сложные зонтики. Плод б. ч. округлый со слегка сжатыми с боков полуплодиками (мери-карпиями). Ок. 10 (по др. данным, до 20) видов, гл. обр. в Сев. Америке. В СССР широко распространён еврази-атский вид - В. ядовитый (С. vi-rosa): стебель полый, вые. 50-150 см; листья дважды- или триждыперистые; вертикальное корневище разделено перегородками на камеры; произрастает наболотах, по заболоченным берегам рек, озёр и канав, на сырых лугах и в ольшаниках. Одно из наиболее ядовитых растений флоры СССР. Особенно опасны корневища с корнями, содержащие ядовитое вещество цикутотоксин. В. чаще осенью и весной отравляются домашние животные (преим. кр. рог. скот, овцы). При отравлении - слюнотечение, беспокойство, вздутие преджелудков, частое отделение кала и мочи, судорожное сжатие челюстей. Характерны повторные тонич. (с длительным сокращением мышц) судороги с падением животного; частый пульс, редкое дыхание. Смерть наступает от удушья. Лечение: срочно танин, уголь, слабительные и сердечные (кофеин) средства, при судорогах - хлоралгидрат. См. Ядовитые растения.

Лит.: Атлас лекарственных растений СССР, М., 1962.

ВЕХА плавучая, навигационный знак в виде укреплённого на заякоренном поплавке шеста с к.-л. фигурой (конус, шар и др.), окрашенной в определённый цвет, или флажком. В. служат для ограждения навигац. опасностей, районов стоянки судов, произ-ва работ и др.

ВЕХБИ СЮНБЮЛЬЗАДЕ (Vehbi Siinbiilzade) (1719, Мараш,- 29.4.1809, Стамбул), турецкий поэт. Был учителем, судьёй, затем послом в Иране (с 1775). Автор касыд, месневи, дидак-тич. поэмы "Лютфие". Известны его двуязычные словари в форме месневи (перс.-тур.- "Дар", араб.-тур.- "Избранное"), к-рые долго считались образцовыми уч. пособиями. В лирике В. С. заметно стремление упростить поэтический язык и приблизить поэзию к народу.

Лит.: Banarli N. S., Resimli tiirk edebiyati tarihi, 1st., 1949; Necatigil В.,Edebiyatimizda isimler sozlugu, 1st., 1967.

X. А. Чорекчян.

"ВЕХИ", "Сборник статей о русской интеллигенции", выпущен в Москве в 1909 группой публицистов и философов ре-лигиозно-идеалистич. направления, выступивших против революции с позиций, близких кадетам (Н. А. Бердяев, С. Н. Булгаков, М. О. Гершензон, А. С. Изгоев, Б. А. Кистяковский, П. Б. Струве, С. Л. Франк). Авторы "В." считали Революцию 1905-1907 ошибкой и утверждали, что она явилась продуктом деятельности социалистически настроенной интеллигенции, к-рая "... была нервами и мозгом гигантского тела революции..., следовательно, ее история есть исторический суд над этой интеллигенцией" ("Вехи", с. 25). Социалистически настроенная интеллигенция обвинялась в "народопоклонничестве", народническая - в ложной любви к крестьянству, марксистская - к пролетариату. Она характеризовалась как идейное "отщепенство" (см. там же, с. 160), называлась "кружковой", "искусственно выделяемой из общенациональной жизни ..., „интеллигентщиной" в отличие от интеллигенции в широком, общенациональном, общеисторическом смысле этого слова" (там же, с. 1). Её идеология представлялась "веховцам" исторически бесплодной. Трагедия рус. интеллигенции, по их мнению, состояла в том, что народ не мог принять ни её заботы о его благе, ни её представлений об идеале обществ, устройства,- в принципиальной пропасти между строем народной души и эмоционально-волевыми качествами интеллигента. Резкой критике в "В." подверглись материализм и атеизм В. Г. Белинского, Н. Г. Чернышевского, Г. В. Плеханова, марксизм как идеология и политическая стратегия. Представителей материалистич. и атеистич. линии в философии обвиняли в филос. неграмотности, в подчинении философии общественно-утилитарным целям, в надуманных представлениях о благе народа. Своим гл. принципом "веховцы" считали признание примата духовной жизни над общественной - "... в том смысле, что внутренняя жизнь личности есть единственная творческая сила человеческого бытия ..." (там же, с. II). Против идеологии "В." резко выступил В. И. Ленин, указав на её связь с русским "кадетизмом". Эта "энциклопедия либерального ренегатства", отмечал В. И. Ленин, "... охватывает три основные темы: 1) борьба с идейными основами всего миросозерцания русской (и международной) демократии; 2) отречение от освободительного движения недавних лет и обливание его помоями; 3) открытое провозглашение своих „ливрейных чувств" (и соответствующей „ливрейной" политики) по отношению к октябрьской буржуазии, по отношению к старой власти, по отношению ко всей старой России вообще" (Поли. собр. соч., 5 изд., т. 19, с. 168).

Большая часть авторов, участвовавших в "Вехах", выступили идейными противниками Октябрьской революции и в дальнейшем оказались в эмиграции.

Лит.: Ленин В. И., Еще одно уничтожение социализма, Поли. собр. соч., 5 изд., т. 25. И. Ф. Балакина.

ВЕХТ, Фехте (голл. Vecht, нем. Vechte), река в ФРГ и Нидерландах. Дл. 156 км, пл. басе. 3,8 тыс. км2. Берёт начало вблизи г. Мюнстера (ФРГ), впадает в зал. Эйселмер Северного м. Полноводна в течение всего года. Шлюзована, судоходна до г. Нордхорн (ФРГ), где от неё отходит канал, соединяющий В. с р. Эмс. В ниж. течении соединяется с системой каналов Нидерландов.

ВЕЧЕ (общеслав.; от старослав. вет - совет), народное собрание в древней и ср.-вековой Руси для обсуждения общих дел. Возникло из племенных собраний славян. С образованием др.-рус. государства (см. Киевская Русь) феод, знать использовала В. для ограничения власти князя. Вечевые собрания получили широкое распространение на Руси с ослаблением княж. власти в период феод, раздробленности (2-я пол. 11 - 12 вв.). В летописи В. впервые упоминается в Белгороде под 997, в Новгороде Великом - под 1016, Киеве - под 1068. В. ведало вопросами войны и мира, призвания и изгнания князей, выборами и смещением посадников, ты-сяцких и др., а в Новгороде также архиепископа, заключением договоров с др. землями и княжествами, принятием законов (напр., Новгородская и Псковская судные грамоты). Вечевые собрания созывались обычно по звону вечевого колокола по инициативе представителей власти или самого населения, они не имели определённой периодичности. В начале вечевой грамоты, принимаемой на В., ставились имена архиепископа, посадника, тысяцкого, затем шла речь о В.: "и бояре, и житьи люде, и купце, и черные люде, и весь господин государь великий Новгород, вся пять концев, на веце, на Ярославе Дворе, по-велеваша...". В. имело постоянное место сбора (в Новгороде - Ярославово дворище, в Киеве - двор храма Софии, в Пскове - двор храма Троицы). Кроме того, собирались В. отд. частей крупных городов (напр., "кончанские" В. в Новгороде). В. не было подлинным народовластием, фактич. власть принадлежала феод, и гор. верхам; однако оно предоставляло нар. массам определ. возможность воздействовать на поли-тич. жизнь. Феод, знать поэтому стремилась уменьшить значение В., а княжеская власть добивалась полного упразднения вечевых порядков. В Новгороде существовал особый "совет господ", в к-рый входила феод, знать и к-рому принадлежала фактич. власть в городе. В Сев.-Вост. Руси, где города были ослаблены монг.-тат. вторжением, укреплявшаяся великокняж. власть уже к кон. 14 в. ликвидировала вечевые учреждения. Однако во время обострения классовой борьбы нар. собрания в городах неоднократно принимали форму В. (восстания в Твери в 1293 и 1327, в Москве в 1382, 1445 и 1547, и др.). Дольше всего вечевой строй удерживался в Новгородской (до 1478) и Псковской (до 1510) феод, республиках, где он достиг наибольшего развития, а также в Вятской земле.

Лит.: Сергеевич В. И., Вече и князь, М., 1867; Греков Б. Д., Киевская Русь, М., 1953 (историографический обзор и библ. на с. 353-58); Тихомиров М. Н., Древнерусские города, 2 изд., М., 1956; Янин В. Л., Новгородские посадники, М., 1962; Епифанов П. П.,О древнерусском вече, "Вестник МГУ, Серия 9, История", 1963, № 3; Пашуто В. Т., Черты политического строя Древней Руси, в кн.: Древнерусское государство и его международное значение, М., 1965.

А. В. Арциховский, А. М. Сахаров.

ВЕЧЕ, наименование палат представительных органов Югославии - скупщин. Различаются общеполитич. В. скупщин, представляющие всё население, и В. трудовых содружеств, представляющие граждан, работающих на производстве или в учреждениях и организациях. В общинных скупщинах имеется два В.- общинное и трудовых содружеств, а в краевых, респ. и Союзной скупщинах - по два общеполитич. В., совместно решающих вопросы, и по три специа-лизиров. В. трудовых содружеств (хоз., социально-здравоохранит., культурно-просветит.), участвующих в решении вопросов, входящих в компетенцию скупщины лишь в соответствии со своей специализацией. В союзной скупщине имеется также В. национальностей, представляющее республики и авт. края. Одно из общеполитич. В. (а в союзной скупщине - В. национальностей) занимает ведущее положение, участвуя в решении всех вопросов, рассматриваемых скупщиной, второе считается представительством общин, В. национальностей является представительством республик и авт. краёв. См. также Югославия, раздел Государственный строй.

"ВЕЧЕРНЕЕ ВРЕМЯ", ежедневная черносотенная газета,выходившая в Петербурге с 26 нояб. (9 дек.) 1911 по 11 (24) нояб. 1917 с приложениями ("Прибавление"). Издатель в 1911-12 - А. С. Суворин, с конца 1912 - издательское т-во "Новое время" (редактор - Б. А. Суворин, сын). "В. в." разделяло политич. взгляды бурж. контр-революц. партии октябристов, возглавлявшейся А. И. Гучковым, за что В. И. Ленин называл газету "гучковско-суворинской" (см. Поли. собр. соч., 5 изд., т. 32, с. 37). В 1917 - орган контрреволюц. офицерства. Закрыто после Великой Окт. социалистич. революции за антисов. пропаганду. В годы Гражд. войны 1918-20 "В. в." издавалось на терр., занятой белым.и армиями Деникина и Врангеля, в 1921-24 - в Белграде и Париже. И. А. Чемерисский.

ВЕЧЕРНЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ, одна из форм подготовки специалистов высшей и средней квалификации, квалифицированных рабочих, а также обучения молодёжи и взрослых в ср. общеобразо-ват. школе без отрыва от трудовой деятельности. Термин "В. о." принят условно: занятия в вечерних школах и др. уч. заведениях проводятся в дневное и вечернее время в зависимости от условий (сменности) производств, работы уч-ся. Значительная часть уч. материала в системе В. о. рассчитана на самостоятельную работу студентов (уч-ся).

В. о. возникло в дореволюц. России в 19 в., когда появились воскресные школы, воскресно-вечерние и вечерние школы для взрослых, осуществлявшие нач. обучение. После Великой Окт. социалистич. революции получили широкое развитие разные формы как общего, так и проф. В. о. (начального, среднего и высшего). В системе В. о. осуществлялась также ликвидация неграмотности и малограмотности взрослого населения. В 20-е гг. организованы вечерние школы различного типа (напр., школы грамоты, школы крестьянской молодёжи), общеобразоват. и профессиональ-но-технич. курсы, рабочие и крестьянские университеты, к-рые позволяли трудящимся без отрыва от производства получить образование, профессию, повысить квалификацию; для получения ср. общего образования и подготовки рабочих и крестьян к поступлению в вуз были созданы рабочие факультеты (см. Рабфак).

Общее В. о. Совр. система общего ср. В. о. начала складываться в годы Великой Отечеств, войны, когда в соответствии с постановлениями СНК СССР "Об обучении подростков, работающих на предприятиях" (июнь 1943), и "Об организации вечерних школ сельской молодёжи" (июнь 1944) стала создаваться сеть школ рабочей молодёжи и школ сельской молодёжи, с 1958 получивших назв. вечерних (сменных) ср. общеобразоват. школ. В составе этих школ, как правило, имеются 9-11-е классы. Для уч-ся, не получивших в своё время неполного ср. образования, создаются соответствующие классы восьмилетней школы. Нек-рые типы вечерних школ (школы мастеров при предприятиях, классы мастеров в составе вечерних гор. школ, учебные комбинаты на селе), помимо общего образования, осуществляют повышение проф. квалификации уч-ся и обучение новым профессиям. В местах, где количество уч-ся недостаточно для организации вечерней школы, при общеобразовательных школах создаются отд. классы, к-рые работают по системе В. о. Уч. год в гор. вечерних (сменных) школах - 36 уч. недель по 19-22 ч в неделю, в сельских 28 недель по 25-27 ч в неделю. Занятия проводятся 3-4 раза в неделю. В связи с различными сроками с.-х. работ в разных климатич. поясах сроки начала и окончания уч. года и летних каникул в сел. школах по решению Сов. Мин. АССР, исполкомов краевых и областных Советов депутатов трудящихся могут изменяться при обязат. выполнении установленной нормы уч. времени. В 1969/70 уч. г. в СССР было св. 10 тыс. вечерних (сменных!) школ (в т. ч. 8,5 тыс. городских), в к-рых обучалось ок. 4 млн. чел. (из них 2,8 млн.- в 9-11-х классах) и работало 367 тыс. учителей. Проблемы общего В. о. разрабатываются в НИИ общего образования взрослых АПН СССР; организационные, методич. и др. вопросы В. о. освещаются журналом "Вечерняя средняя школа". См. также Средняя общеобразовательная школа.

В. М. Архипов,

Профессионально - техническое В. о. В системе профессионально-технического образования планомерная подготовка квалифицированных рабочих по вечерней системе обучения получила распространение в нач. 60-х гг., когда по постановлению Сов. Мин. СССР "О вечерних (сменных) профессионально-технических училищах и вечерних (сменных) отделениях при дневных профессионально-технических училищах" (янв. 1962) такие уч-ща и отделения были созданы во многих пром. и с.-х. центрах страны. В вечерние (сменные) проф.-технич. уч-ща (отделения) принимаются рабочие, служащие, колхозники по направлению предприятий, колхозов, строек, транспортных и др. организаций. Уч-ща (отделения) готовят квалифицированных рабочих более 370 специальностей (слесари, токари, фрезеровщики, электромонтёры, трактористы, шофёры, каменщики и др.). Вечернее проф.-технич. образование, так же как и дневное, включает производственное обучение, циклы спец. технич. и общеобразоват. дисциплин. Срок обучения в вечерних гор. проф.-технич. уч-щах - 1-3 г., в сельских - 1-2 г. (в зависимости от сложности изучаемой специальности и требуемой квалификации, а также от общеобразоват. и проф. подготовки уч-ся). По окончании обучения уч-ся сдают выпускные квалификационные экзамены. В 1970 работало свыше 90 вечерних (сменных) проф.-технич. уч-щ (ок. 37 тыс. уч-ся); кроме того, более 90 тыс. чел. обучалось на вечерних (сменных) отделениях. В 1962-69 в системе проф.-технич.