загляните на купон-скидку или справочники: окна kbe, окна veka, окна rehau, остекление балкона, остекление лоджии, изготовление окон, монтаж окон, остекление, производство окон, металлопластиковые окна, окна пвх, пластиковые окна, установка окон, стеклопакеты и евроокна.



ВСЁ О СТРОИТЕЛЬСТВЕ, ЖЕЛЕЗОБЕТОНЕ, БЕТОНЕ, АРХИТЕКТУРЕ И НЕ ТОЛЬКО...:
ОПРЕДЕЛЕНИЯ:

АСФАЛЬТИРОВАНИЕ, устройство асфальтобетонных покрытий на автомобильных дорогах, улицах, аэродромах и т. п. путём укладки и уплотнения асфальтобетонной смеси по предварительно подготовленному основанию. В зависимости от назначения покрытия асфальтобетонную смесь (асфальтобетон) укладывают в один или два слоя на основание из щебня, гравия (нежёсткое основание) или бетона (жёсткое основание). Нижний слой толщиной 4-5 см устраивают из крупно- или среднезерни-стой смеси с остаточной пористостью 5-10% ; верхний слой толщиной 3-4 см-из средне- или мелкозернистой смеси (остаточная пористость 3-5%). При тяжёлых нагрузках и интенсивном движении транспорта покрытия устраивают 3-4-слойными общей толщиной 12-15 см. АСФАЛЬТИРОВАНИЕ начинается с очистки основания от пыли и грязи механич. дорожными щётками и поливомоечными машинами, исправления неровностей основания, обработки его поверхности жидким битумом или битумной эмульсией. Асфальтобетонная смесь приготовляется в асфальтобетоно-смесителях на стационарных или полустационарных заводах (установках), доставляется на место автомобилями-самосвалами и загружается в приёмный бункер асфалътобетоноукладчика, к-рый укладывает, разравнивает и предварительно уплотняет смесь. Окончат. уплотнение осуществляется катками дорожными. .


КОММУНАЛЬНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО, отрасль строительства, занятая сооружением объектов, связанных с обслуживанием жителей городов, посёлков городского типа, районных сельских центров и населённых пунктов сельской местности. В числе этих объектов: системы водоснабжения и канализации с очистными сооружениями и сетями; сооружения городского электрического транспорта с путевым, энергетическим хозяйством, депо и ремонтными предприятиями; сети газоснабжения и теплоснабжения с распределительными пунктами, районными и квартальными котельными; электрические сети и устройства напряжением ниже 35 кв; гостиницы; городские гидротехнические сооружения; объекты внешнего благоустройства населённых мест, озеленения, дороги, мосты, путепроводы, ливнестоки; предприятия санитарной очистки, мусороперерабатывающие и др. Планомерное развитие КОММУНАЛЬНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА в СССР началось ещё в 1-й пятилетке и осуществлялось нарастающими темпами до начала Великой Отечеств, войны 1941-45. В годы 4-й пятилетки (1946-50) проводились работы по восстановлению объектов коммунального назначения, разрушенных во время нем.-фаш. оккупации. В последующие годы КОММУНАЛЬНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО велось высокими темпами в связи с бурным развитием промышленности, культуры, увеличением численности городов и посёлков городского типа .
ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО, теория и практика планировки и застройки городов (см. Город). ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО определяют социальный строй, уровень развития производственных сил, науки и культуры, природно-климатичие условия и национальные особенности страны. ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО охватывает сложный комплекс социально-экономических, строительно-технических, архитектурно-художественных, а также санитарно-гигиенических проблем. Общим для ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО досоциалистических формаций является большее или меньшее влияние на него частной собственности на землю и недвижимое имущество..
ЗЕЛЁНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО, составная часть современного градостроительства. Городские парки, сады, скверы, бульвары, загородные парки (лесопарки, лугопарки, гидропарки, исторические, этнографические, мемориальные), национальные парки, народные парки, тесно связанные с планировочной структурой города, являются необходимым элементом общегородского ландшафта. Они способствуют образованию благоприятной в санитарно-гигиеническом отношении среды, частично определяют функциональную организацию городских территорий, служат местами массового отдыха трудящихся и содействуют художественной выразительности архитектурых ансамблей. При разработке проектов садов и парков учитывают динамику роста деревьев, состояние и расцветку их крон в зависимости от времени года.

Главная страница
Поиск по сайту
Оглавление страниц

Объяснение слов: словарь, справочник, информация. Строительство, экономика, промышленность - все сферы жизни: от А до Г, от Г до П и от П до Я

, то

[423e3c_42-57.jpg]

Пусть поле а есть поле скоростей потока жидкости. Поместим в данной точке потока малое колесико с лопастями и ориентируем его ось по направлению rot а в этой точке. Тогда скорость потока будет максимальной, а её значение будет

равно [423e3c_42-58.jpg""73""73""73""73""73""27] Градиент скалярного

поля, дивергенция и вихрь векторного поля обычно наз. основными дифференциальными операциями векторного

анализа. Справедливы след, формулы, связывающие [423e3c_42-59.jpg""226""226""226""226""226""65] эти операции:

Векторное поле а(М) наз. потенциальным, если это поле представляет собой градиент нек-рого скалярного поля f(M). При этом поле f(M) наз. потенциалом векторного поля а. Для того чтобы поле а, координаты к-рого Р, Q, R имеют непрерывные частные производные, было потенциальным, необходимо и достаточно обращение в нуль вихря этого поля. Если в односвязной области [423e3c_42-60.jpg""16""16""16""16""16""16] задано потенциальное поле а(М), то потенциал f(M) этого поля может

быть найден по формуле[423e3c_42-61.jpg""108""108""108""108""108""24] в к-рой AM - любая гладкая кривая, соединяющая фиксированную точку А из Q с точкой М, t - единичный вектор касательной кривой AM и l - длина дуги AM, отсчитываемая от точки А.

Векторное поле а(М)наз. соленоидальным, или трубчатым, если это поле представляет собой вихрь нек-рого поля b(М). Поле b(М) наз. векторным потенциалом поля а. Для того чтобы а было соленои-дальным, необходимо и достаточно обращение в нуль дивергенции этого поля. В векторном анализе важную роль играют интегральные соотношения: Остроградского формула, именуемая также основной формулой векторного анализа, и Стокса формула. Пусть V - область, граница Г к-рой состоит из конечного числа кусков гладких поверхностей, п - единичный вектор внешней нормали к Г. Пусть в области V задано такое векторное поле а(М), что div а представляет собой непрерывную функцию. Тогда справедливо соотношение

[423e3c_42-62.jpg""193""193""193""193""193""29](1)

наз. формулой Остроградского.

Если а - поле скоростей установившегося потока несжимаемой жидкости, то [423e3c_42-63.jpg""62""62""62""62""62""15] - объём жидкости, протекающей в единицу времени через площадку da на границе Г. Поэтому правая часть формулы (1) представляет собой поток жидкости через границу Г тела V в единицу времени. Так как в рассматриваемом случае div а характеризует интенсивность источников жидкости, то формула Остроградского выражает след, наглядный факт: поток жидкости через замкнутую поверхность Г равен количеству жидкости, порождаемой всеми источниками, расположенными внутри Г. Пусть в области Q задано непрерывное и дифференцируемое векторное поле а, имеющее непрерывный вихрь rot а. Пусть Г - ориентируемая поверхность, состоящая из конечного числа кусков гладких поверхностей, и - единичный вектор нормали к Г, t - единичный вектор касательной к краю у поверхности Г, l - длина дуги у. Справедливо след. соотношение

[423e3c_42-64.jpg""201""201""201""201""201""28](2)

наз. формулой Стокса. Формула (2) выражает следующий физ. факт: поток вихря векторного поля а через поверхность Г равен циркуляции этого поля вдоль кривой [423e3c_42-65.jpg""19""19""19""19""19""14] Формула Остроградского служит источником инвариантного (независящего от выбора системы координат) определения осн. операций векторного анализа. Напр., из этой формулы вытекает, что

[423e3c_42-66.jpg""191""191""191""191""191""43](3)

Так как выражение[423e3c_42-67.jpg""84""84""84""84""84""24] представляет собой поток жидкости

через [423e3c_42-68.jpg""131""131""131""131""131""26] - величину этого потока на единицу объёма, то определение div ас помощью соотношения (3) показывает, что div а характеризует интенсивность источника в данной точке.

Лит.: Кочин Н. Е., Векторное исчисление и начала тензорного исчисления, 6 изд., Л.- М., 1938; Дубнов Я. С., Основы векторного исчисления, 4 изд., т. 1-2, М., 1950-52; Будак Б. М., Фомин С. В., Кратные интегралы и ряды, 2 изд., М., 1967.

Э. Г. Лозняк.

ВЕКТОРНОЕ ПОЛЕ, область, в каждой точке Р которой задан вектор в(Р). Математически В. п. может быть определено в данной области G посредством вектор-функции а(Р) переменной точки Р этой области. К понятию В. п. приводит целый ряд физ. явлений и процессов (напр., векторы скоростей частиц движущейся жидкости в каждый момент времени образуют В. п.). Теория В. п. широко разработана и имеет разнообразнее применения в различных областях естествознания (см. Векторное исчисление).

Лит.: Будак Б. М., Фомин С. В., Кратные интегралы и ряды, 2 изд., М., 1967.

Э. Г. Позняк.

ВЕКТОРНОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ вектора a на вектор b - вектор, обозначаемый [а, b] и определяемый так: 1) длина вектора [а, b]равна произведению длин векторов a и b на синус угла ф между ними (берётся тот из двух углов между а и b, к-рый не превосходит л), 2) вектор [а, b] перпендикулярен вектору а и вектору b, 3) тройка векторов а, b, [а,b], согласно с ориентацией пространства, всегда правая или всегда левая (см. Векторное исчисление). В. п. широко применяется в геометрии, механике и физике (напр., момент силы F, приложенной к точке М относительно

точки О, есть В. п. [423e3c_42-69.jpg""63""63""63""63""63""19] ).

Лит.: Ильин В. А., Позняк Э. Г., Аналитическая геометрия, М., 1968.

Э. Г. Позняк.

ВЕКТОРНОЕ ПРОСТРАНСТВО, матем. понятие, обобщающее понятие совокупности всех (свободных) векторов обычного трёхмерного пространства.

Определение В. п. Для векторов трёхмерного пространства указаны правила сложения векторов и умножения их на действит. числа (см. Векторное исчисление). В применении к любым векторам

x, у, z и любым числам альфа, бета эти правила удовлетворяют след, условиям (условия А):

1) х+у=у+х (перестановочность сложения);

2) (x+y)+z=x+(y+z) (ассоциативность сложения);

3) имеется нулевой вектор 0 (или нуль-вектор), удовлетворяющий условию

x + 0=x для любого вектора х;

4) для любого вектора х существует противоположный ему вектор у такой, что х + у = 0;

5) 1*х=х;

6) [423e3c_42-70.jpg""122""122""122""122""122""15] (ассоциативность умножения);

7) [423e3c_42-71.jpg""115""115""115""115""115""15] (распределит, свойство относительно числового множителя);

8) [423e3c_42-72.jpg""115""115""115""115""115""15] (распределит, свойство относительно векторного множителя).

Векторным (или линейным) пространством наз. множество R, состоящее из элементов любой природы (называемых векторами), в к-ром определены операции сложения элементов и умножения элементов на действит. числа, удовлетворяющие условиям А (условия 1-3 выражают, что операция сложения, определённая в В. п., превращает его в коммутативную группу).

Выражение

[423e3c_42-73.jpg""151""151""151""151""151""14](1)

наз. линейной комбинацией векторов e1, е2, ..., еn с коэффициентами a1, a2, ..., an. Линейная комбинация (1) наз. нетривиальной, если хотя бы один из коэффициентов a1, a2, ..., an отличен от нуля. Векторы e1, е2, ..., еn наз. линейно зависимыми, если существует нетривиальная комбинация (1), представляющая собой нулевой вектор. В противном случае (то есть если только тривиальная комбинация векторов e1, е2, ..., еn равна нулевому вектору) векторы e1, е2, ..., еn наз. линейно независимыми.

Векторы (свободные) трёхмерного пространства удовлетворяют след, условию (условие В): существуют три линейно независимых вектора; любые четыре вектора линейно зависимы (любые три ненулевых вектора, не лежащие в одной плоскости, являются линейно независимыми).

В. п. наз. n-мерным (или имеет "размерность n"), если в нём существуют п линейно независимых элементов e1, е2, ..., еn а любые n+ 1 элементов линейно зависимы (обобщённое условие В). В. п. наз. бесконечномерным, если в нём для любого натурального п существует п линейно независимых векторов. Любые п линейно независимых векторов n-мерного В. п. образуют базис этого пространства. Если e1, е2, ..., еn- базис В. п., то любой вектор х этого пространства может быть представлен единств, образом в виде линейной комбинации базисных векторов:

[423e3c_42-74.jpg""176""176""176""176""176""18]

При этом числа a1, a2, ..., an наз. координатами вектора х в данном базисе.

Примеры В. п. Множество всех векторов трёхмерного пространства образует, очевидно, В. п. Более сложным примером может служить т. н. п-мерное арифметич. пространство. Векторами этого пространства являются упорядоченные системы из п действит. чисел: [423e3c_42-75.jpg""96""96""96""96""96""14] Сумма двух векторов и произведение на число определяются соотношениями:

[423e3c_42-76.jpg""268""268""268""268""268""46]

Базисом в этом пространстве может служить, напр., след, система из п векторов e1=(l,0,...,0), е2 = (0,1, ..., 0), ..., еn = (0, 0, ..., 1).

Множество R всех многочленов a0 + a1u +... + anun (любых степеней п) от одного переменного с действит. коэффициентами а0, at, ..., сел с обычными алгебр, правилами сложения многочленов и умножения многочленов на действит. числа образует В. п. Многочлены 1, n, n2, ..., nn (при любом п) линейно независимы в R, поэтому R - бесконечномерное В. п.

Многочлены степени не выше п образуют В. п. размерности n + 1; его базисом могут служить многочлены 1, u, u2, ..., un.

Подпространства В. п. В. п. R' наз. подпространством R, если[423e3c_42-77.jpg""48""48""48""48""48""13] (то есть каждый вектор пространства R' есть и вектор пространства R) и если для каждого вектора[423e3c_42-78.jpg""36""36""36""36""36""13] и для каждых двух векторов v1 и v2[423e3c_42-79.jpg""73""73""73""73""73""14] вектор[423e3c_42-80.jpg""22""22""22""22""22""14](при любом[423e3c_42-81.jpg""14""14""14""14""14""12]) и вектор v1 и v2 один и тот же независимо от того, рассматриваются ли векторы v, v1, v2 как элементы пространства R' или R. Линейной оболочкой векторов x1, x2, ..., xp наз. множество всевозможных линейных комбинаций этих векторов, т. е. векторов вида a1x1 +a2x2+ ... + apxp. В трёхмерном пространстве линейной оболочкой одного ненулевого вектора x1будет, очевидно, совокупность всех векторов, лежащих на прямой, определяемой вектором x1 Линейной оболочкой двух не лежащих на одной прямой векторов x1 и x2 будет совокупность всех векторов, расположенных в плоскости, к-рую определяют векторы x1 и x2. В общем случае произвольного В. п. R линейная оболочка векторов x1, x2, ..., xр этого пространства представляет собой подпространство пространства R размерности р. В n-мерном В. п. существуют подпространства всех размерностей, меньших р. Всякое конечномерное (данной размерности k) подпространство R' В. п. R есть линейная оболочка любых k линейно независимых векторов, лежащих в R'. Пространство, состоящее из всех многочленов степени[423e3c_42-82.jpg""34""34""34""34""34""14](линейная оболочка многочленов 1, u, u2, ..., un), есть (n+1)-мерное подпространство пространства R всех многочленов.

Евклидовы пространства. Для развития геом. методов в теории В. п. нужно указать пути обобщения таких понятий, как длина вектора, угол между векторами и т. п. Один из возможных путей заключается в том, что любым двум векторам х и у из R ставится в соответствие число, обозначаемое (х, у) и наз. скалярным произведением векторов х и у. При этом требуется, чтобы выполнялись след, аксиомы скалярного произведения:

1) (x,y) = (x,y) (перестановочность);

2) (x1+x2,y) = (x1,y) + (x2,y) (распределит, свойство);

3)[423e3c_42-83.jpg""103""103""103""103""103""13]

4) (х,х)>=0 для любого х, причем (х, x)=0 только для х=0.

Обычное скалярное произведение в трёхмерном пространстве этим аксиомам удовлетворяет. В. п., в к-ром определено скалярное произведение, удовлетворяющее перечисленным аксиомам, наз. евклидовым пространством; оно может быть как конечномерным (n-мерным), так и бесконечномерным. Бесконечномерное евклидово пространство обычно наз. гильбертовым пространством. Длина [423e3c_42-84.jpg""21""21""21""21""21""18] вектора х и угол[423e3c_42-85.jpg""29""29""29""29""29""21]между векторами х и у евклидова пространства определяются через скалярное произведение формулами

[423e3c_42-86.jpg""236""236""236""236""236""42]

Примером евклидова пространства может служить обычное трёхмерное пространство со скалярным произведением, определяемым в векторном исчислении. Евклидово n-мерное (арифметическое) пространство Еn получим, определяя в

и-мерном арифметич. В.п. скалярное произведение векторов [423e3c_42-87.jpg""101""101""101""101""101""14] и у - [423e3c_42-88.jpg""90""90""90""90""90""14] соотношением

[423e3c_42-89.jpg""191""191""191""191""191""14](2)

При этом требования 1) -4), очевидно, выполняются.

В евклидовых пространствах вводится понятие ортогональных (перпендикулярных) векторов. Именно векторы х и у наз. ортогональными, если их скалярное произведение равно нулю: (х, у) = 0. В рассмотренном пространстве Еn условие ортогональности векторов [423e3c_42-90.jpg""86""86""86""86""86""12] и [423e3c_42-91.jpg""97""97""97""97""97""12] как это следует из соотношения (2), имеет вид:

[423e3c_42-92.jpg""171""171""171""171""171""14](3)

Применение В. п. Понятие В. п. (и различные обобщения) широко применяется в математике и её приложениях к естествознанию. Пусть, напр., R - множество всех решений линейного однородного дифференциального ур-ния

[423e3c_42-93.jpg""208""208""208""208""208""17]Ясно, что

сумма двух решений и произведение решения на число являются решениями этого ур-ния. Т. о., R удовлетворяет условиям А. Доказывается, что для R выполнено обобщённое условие В. Следовательно, R является В. п. Любой базис в рассмотренном В. п. наз. фундаментальной системой решений, знание к-рой позволяет найти все решения рассматриваемого ур-ния. Понятие евклидова пространства позволяет полностью геометризовать теорию систем однородных линейных ур-ний:

[423e3c_42-94.jpg""177""177""177""177""177""40](4)

Рассмотрим в евклидовом пространствеЕn векторы[423e3c_42-95.jpg""182""182""182""182""182""12]2,..., n и вектор-решение[423e3c_42-96.jpg""114""114""114""114""114""12]

Пользуясь формулой (2) для скалярного произведения векторов Еn, придадим системе (4) след, вид:

[423e3c_42-97.jpg""167""167""167""167""167""13](5)

Из соотношений (5) и формулы (3) следует, что вектор-решение u ортогонален всем векторам ai. Иными словами, этот вектор ортогонален линейной оболочке векторов at, т.е. решение и есть любой вектор из ортогонального дополнения линейной оболочки векторов ai. Важную роль в математике и физике играют и бесконечномерные линейные пространства. Примером такого пространства может служить пространство С непрерывных функций на отрезке с обычной операцией сложения и умножения на действит. числа. Упомянутое выше пространство всех многочленов является подпространством пространства С. Лит.: Александров П. С., Лекции по аналитической геометрии, М., 1968; Гельфанд И. М., Лекции по линейной алгебре, М.- Л., 1948.

Э. Г. Позняк.

ВЕКТОР-ПОТЕНЦИАЛ, см. Потенциалы электромагнитного поля.

ВЕКТОР-ФУНКЦИЯ, векторная функция, функция, значения к-рой являются векторами; см. Векторное исчисление.


0438.htm
ВЕНЕЦ в деревянном строительстве, брёвна или брусья, составляющие один горизонтальный ряд де-

[423e3c_46-1.jpg""272""272""272""272""272""115]

ревянного сруба. Связываются путём врубки в углах с выступающими концами ("в обло") или без них ("в лапу", "в шип"). От количества венцов зависит высота сруба.

ВЕНЕЦИАНОВ Алексей Гаврилович [7(18). 2. 1780, Москва,-4(16). 12. 1847, с. Поддубье Тверской губ.], русский живописец, один из основоположников бытового жанра в рус. живописи, акад. петерб. АХ (1811). Учился у В. Л. Боровиковского, служил в Петербурге чиновником (с 1807). В ранний период писал интимные лирич. портреты; нек-рые из них своей эмоциональностью близки романтизму (портреты А. И. Бибикова, 1805-08, Русский музей, Ленинград, М. А. Фонвизина, пастель, 1812, Эрмитаж, Ленинград). В кон. 1807 подготовил 4 офорта ("Вельможа" и др.) для предпринятого им издания "Журнала карикатур на 1808 год в лицах" - первого в России иллюстративного юморис-тич. листка, к-рый был запрещён цензурой за сатиру на бюрократизм и развращённость чиновной знати. В период Отечественной войны 1812 выступил о карикатурами на французов и дворян-галломанов. Одновременно создал ряд жанровых рисунков, запечатлевших эпизоды гор. уличной жизни и дворянского быта. С 1819, оставив службу, поселился в дер. Сафонково Тверской губ., где стал писать сцены сельского быта и портреты-типы крестьян ("Очищение свёклы", пастель, до 1822, "Гумно", ок. 1821-23, "Утро помещицы", 1823, "Спящий пастушок"., 1823-24, - все в Русском музее; "На пашне. Весна", 1820-е гг., "На жатве. Лето", 1820-е гг., "Голова старика-крестьянина", 1825, "Захарка", 1825, "Крестьянка с васильками", 1820-е гг.,- все в Третьяковской гал.). Темы и персонажи этих произв., а также и сам метод их создания - путём углублённой работы с натуры - противоречили установкам АХ и сыграли решающую роль в становлении нового художеств, направления, в основе к-рого лежало стремление к правдивому отражению жизни. Такая направленность интересов В. была связана с демократич. воззрениями передовой части рус. общества периода 1810- 1820-х гг. Стремясь увидеть в действительности не только характерное, но и прекрасное, В. в своих картинах создаёт отмеченный чертами идеализации поэтический образ крест, жизни, воспевает красоту труда и природы. Крестьян, изображённых В., отличают человеческое достоинство, благородство, простота; порой в их внеш. облике сохраняются черты той идеальной красоты, к-рую утверждал в иск-ве классицизм. Лирический пейзаж, играющий значит, роль в картинах художника, тонко передаёт своеобразную прелесть среднерус. природы. Изображая человека в реальной жизненной среде, В. придавал также большое значение работе живописца на открытом воздухе. Это позволило ему высветлить палитру, сделать её способной передавать оттенки цвета при рассеянном дневном освещении. С 1830-х гг., в сложной обстановке нарастающих социальных противоречий рус. жизни, творчество В. постепенно утрачивает передовой характер. Большую роль сыграла педагогическая деятельность В. (см. Венецианов-ская школа). Илл. см. на вклейке к стр. 353.

Лит.: Савинов Л. Н., А. Г. Венецианов, Жизнь и творчество, М., 1955; Алексеева Т. В., Венецианов и развитие бытового жанра, в кн.: История русского искусства, т. 8, кн. 1, М., 1963, с. 546-98.

М. М. Ракова.

ВЕНЕЦИАНОВСКАЯ ШКОЛА, группа русских живописцев 2-й четверти 19 в., учеников художника А. Г. Венецианова, преподававшего в Петербурге и дер. Сафонково Тверской губ. Наиболее известные из них: Н. С. Крылов (1802-31), А. В. Тыранов (1808-59), Е. Ф. Крендов-ский (1810- после 1853), Л. К. Плахов (1810-81), А. А. Алексеев (1811-78), А. Г. Денисов (1811-34), С. К. Зарян-ко (1818-70), Г. В. Сорока (1823-64). Следуя принципам учителя, мастера В. ш. изображали жизнь демократич. кругов общества ("Матросы в сапожной мастерской" А. Г. Денисова, 1832, Рус. музей, Ленинград), писали гор. и сел. пейзажи ("Рыбаки. Вид на озеро Мол-

дино" Г. В. Сороки, 1840-е гг., Русский музей), интерьеры ("Мастерская А. Г. Венецианова" А. А. Алексеева, 1827, Рус. музей), натюрморты ["Отражение в зеркале" Г. В. Сороки (?), 1840-е гг., Рус. музей]. Произв. В. ш. отмечены поэтич. непосредственностью воплощения окружающей жизни. С сер. 1830-х гг. творчество нек-рых художников В. ш. под влиянием академич. иск-ва, в частности К. П. Брюллова, теряет демократич. и интимный характер, приобретая черты внеш. эффектности и натурализма (портрет Н. В. Сокуровой работы С. К. Зарянко, 1854, Рус. музей). Творчество художников В. ш. представляет значит, этап в становлении реализма в рус. иск-ве 1-й пол. 19 в.

Лит.: Алексеева Т. В., Художники школы Венецианова, М., 1958. М. М. Ракова.

ВЕНЕЦИАНСКАЯ НИЗМЕННОСТЬ, восточная, наиболее низкая и плоская часть Паданской равнины на С.-В. Италии, прилегающая к Адриатич. м. Вые. менее 100 л. Сложена преим. глинистыми и илистыми отложениями. Пересекается р. По и множеством более мелких рек. Почти сплошь распахана. Земледелие гл. обр. зернового направления. Садоводство. Густая сеть мелиоративных каналов. Крупные города - Венеция, Падуя, Верона.

ВЕНЕЦИАНСКАЯ ШКОЛА живописи, одна из главных живописных школ Италии. Пережила наибольший расцвет во 2-й пол. 15-16 вв., в эпоху Возрождения, когда Венеция была богатой патрицианской республикой, крупным торг, центром Средиземноморья. Осознание чувственной полноты и красочности земного бытия, свойственное эпохе Возрождения, нашло в живописи В. ш. яркое художеств, выражение. В. ш. выделяют преобладание живописных начал, совершенное владение пла-стически-выразит. возможностями масляной живописи, особое внимание к проблемам колорита.

Начало развития В. ш. относится к 14 в., когда для неё характерно переплетение визант. и готич. художеств, традиций. Произведениям Паоло и Лоренцо Венециано присущи плоскостность изображений, отвлечённость золотых фонов, декоративная орнаментальность. Однако уже их отличает праздничная звучность чистых красок. В сер. 15 в. в В. ш. появляются ренессансные тенденции, усиленные проникавшими через Падую флорентийскими влияниями. В работах мастеров раннего венецианского Возрождения (сер. и 2-я пол. 15 в.) - братьев Виварини, Якопо Беллини и особенно Джентиле Беллини и Витторе Карпаччо - нарастают светские начала, усиливается стремление к реалистич. изображению окружающего мира, передаче пространства и объёма; традиц. религ. сюжеты становятся поводом для увлечённого подробного рассказа о красочной повседневной жизни Венеции. Особое место занимает декоративно-утончённое готи-зирующее иск-во К. Кривелли. В творчестве Антонелло да Мессина, принесшего в Венецию технику масляной живописи, и особенно Джованни Беллини намечается переход к иск-ву Высокого Возрождения. Наивная повествователь-ность уступает место стремлению к созданию обобщённой, синтетич. картины мира, в к-рой полные этич. значительности, величественные человеческие образы выступают в естеств. гармонич. связи с поэтически одухотворённой жизнью природы. Известная графич. сухость живописи сер. 15 в. сменяется у Джованни Беллини более мягкой и свободной живописной манерой, гармонически целостной цветовой гаммой (см. Гамма красочная), основанной на тончайших градациях света и цвета, воздушности светотеневой лепки. В творчестве Джованни Беллини складываются классич. формы ренессансной алтарной композиции. В. ш. достигает своей вершины в 1-й пол. 16 в. в творчестве Джорджоне и Тициана, поднявших на новую ступень художеств, завоевания венецианских мастеров 15 в. В произв. Джорджоне находит классич. выражение тема гармонич. единства человека и природы. В его исполненных лирич. созерцательности жан-рово-пейзажных станковых композициях идеально-прекрасные, гармонич. образы людей, мягкая светоносная цветовая гамма, богатая воздушными переходами тонов, текучесть и музыкальность ком-позиц. ритмов создают ощущение возвышенной поэзии и чувств, полноты бытия. В многогранном, полном мужеств. жизнеутверждения творчестве Тициана находят наиболее полное выражение свойственные В. ш. красочное полнокровие и жизнерадостность образов, сочная чувственность живописи. Его наполненным бурной жизненной динамикой ре-лиг, и мифологич. композициям, пейзажам присуще исключит, богатство ясной и звучной, эмоционально насыщенной цветовой гаммы, гармонически объединённой тёплым золотистым тоном. Особое место занимают портреты Тициана со свойственной им яркой обрисовкой внутренне сложных, но целостных человеческих характеров.

Взятие турками Константинополя в 1453 приводит к постепенному падению торг, могущества Венеции. С сер. 16 в. наступление распространившейся по Италии феодально-католич. реакции вызывает кризис жизнеутверждающего ренес-сансного мировоззрения. В поздних произв. Тициана появляются драматизм, острота раскрытия сложных психологич. конфликтов; исполненная скрытого внутр. горения сумрачная цветовая гамма, свободная, экспрессивная, пастозная манера живописи приобретают исключит, силу эмоциональной выразительности. Однако в ещё сохраняющей свою независимость и богатство Венецианской республике традиции иск-ва Возрождения удерживаются дольше, чем в др. частях Италии. В работах мастеров позднего венецианского Возрождения (2-я пол. 16 в.) виртуозность воспроизведения красочного богатства мира, любовь к пышным, праздничным зрелищам, изображению нарядной многоликой толпы соседствуют с драматич. ощущением динамики и бескрайности природы, наполненной стихийными космич. силами, яркости духовных порывов больших человеческих масс (огромные по размерам декоративные полотна и фрески Паоло Веронезе, циклы картин Якопо Тинторетто). В сценах сел. жизни крупнейшего мастера венецианской Террафермы (прилегающих к Венеции областей материка) Якопо Бас-сано утверждаются красота и значительность трудового быта крестьян. Работам венецианских мастеров позднего Возрождения свойственны исключит, многообразие живописных манер, сложность и изощрённость цветовых сочетаний (богатая тончайшими переливами красок, изысканно-холодная серебристая гамма Веронезе, драматически суровый колорит Тинторетто с вырывающимися из мрака напряжёнными вспышками звонких цветовых пятен, сочная материальность и звучность цветовых сочетаний Я. Бассано). В сложных, противоречивых исканиях венецианских мастеров 2-й пол.

16 в. складываются новые художеств, формы и принципы, оказавшие огромное воздействие на развитие европ. иск-ва

17 в., зарождаются новые жанры - историч., батальная и жанровая живопись, групповой портрет.

В 17 в. В. ш. переживает период творч. спада. В религ. и жанровых композициях работавших в Венеции Д. Фетти, Б. Строцци, И. Лисса приёмы распространившейся в Италии живописи барокко, отд. реалистич. наблюдения и влияние караваджиэма сосуществуют с традиционным для Венеции интересом к проблемам колорита. На рубеже 17 и 18 вв. С. Риччи создаёт эффектные барочные композиции. В полных динамики и драматизма пейзажах М. Риччи проявляется связь с "романтическим" иск-вом С. Розы и А. Маньяско.

Новый расцвет В. ш. относится к 18 в., когда сохраняющая свою гос. самостоятельность Венецианская республика становится одним из главных центров разделённой чужеземцами Италии. С этим временем связан расцвет венецианской монументально-декоративной живописи, сочетавшей в творчестве Дж. Б. Тьеполо жизнерадостную праздничность с барочной пространств, динамикой и изысканной лёгкостью колорита, родственной иск-ву рококо. Развивается жанровая живопись, исполненная поэтич. приподнятости у Дж. Б. Пьяццетты, острой жизненной наблюдательности и лёгкой иронии у П. Лонги. Широкое распространение получает ведущий своё начало от творчества Л. Карлевариса архит. пейзаж (т. н. ведута), тонко и документально точно передающий своеобразный облик Венеции с её окутанными воздушной дымкой узорными фасадами дворцов, каналами, пёстрой, праздничной толпой (Антонио Каналетто, Б. Беллотто). Интимностью и лиризмом отличаются камерные пейзажи Ф. Гварди со свойственными им лёгкими градациями света и цвета, прозрачностью цветовой гаммы, тонко воссоздающие своеобразную поэтич. атмосферу повседневной жизни Венеции. Пристальный интерес венецианских художников 18 в. к проблемам изображения световоздушной среды предвосхищает пленэрные искания (см. Пленэр) живописцев 19 в.

Илл. см. на вклейке к стр. 512.

Лит.: Беренсон Б., Живописцы итальянского Возрождения. М., 1965; Смирнова И. А., Тициан и венецианский портрет XVI века, М., 1964; Колпинский Ю. Д., Искусство Венеции. XVI век, М., 1970; Pallucchini R., 'La pittura veneziana del cinquecento, v. 1-2, Novara, 1944; его же, La pittura veneta del quattrocento, Bologna, 1956; его ж е. La pittura veneziana del settecento, Venezia - Roma. [I960].

ВЕНЕЦИАНСКАЯ ШКОЛА, творческие направления в музыке, сложившиеся в Венеции в 16-18 вв. Наиболее характерные для В. ш. жанры - крупные вокально-инструм. сочинения и опера. Основоположник школы - А. Вилларт, виднейшие представители - Дж. Габриели (кон. 16 - нач. 17 вв.), К. Монте-верди, Ф. Кавалли, М. А. Чести и Дж. Легренци (17 в.), А. Вивальди и Б. Га-луппи (18 в.). См. Италия, раздел Музыка.

ВЕНЕЦИАНСКИЕ СТАТУТЫ, в Венецианской республике сборники граж-данско-торговых и морских обычаев, составленные в 13 в. Отражали потребности развивавшейся торговли и интересы купечества.

ВЕНЕЦИАНСКИЙ ЗАЛИВ (Golfo di Venezia), залив Адриатич. м. у берегов Италии и Югославии. Глуб. до 34 м. Ср. годовая темп-pa воды 140С, солёность до 350/0о- Приливы неправильные полусуточные, их высота 1,2 м. На С.-З. выделяется Триестский зал. Осн. порты - Венеция, Триест.

ВЕНЕЦИАНСКОЕ СТЕКЛО, художественные, главным образом выдувные сосуды, часто с паленными деталями, а также бусы, зеркала и пр. изделия, произ-во к-рых началось с кон. 13 в. в Венеции (преим. на о. Мурано), освоившей опыт художеств, стеклоделия Сирии и Византии. Самые ранние из сохранившихся образцов В. с. (чаши и кубки 15 в. из цветного стекла с росписью эмалями) имеют формы, идущие от готики. С 1530-х гг. преобладают чрезвычайно тонкие, стройные по формам бокалы и вазы (порой в виде птиц, галер, морских чудовищ), цветные и бесцветные, с филигранью (стеклянными нитями, введёнными в массу стекла) или с кракелажем (узором из трещинок). В 17 в. и особенно в 18 в. изделия из бесцветного, агатового, коричневого с металлич. блёстками, мозаичного стекла (сосуды, люстры, зеркала с гравировкой) становятся вычурными, а их декор - пёстрым. С сер. 19 в. мастерские и завод, осн. также на о. Мурано, выпускают изделия по образцам 16-17 вв., а с 1950-х гг.- литые сосуды новых форм (работы П. Венини, Ф. Поли и др.). В. с. часто называют подражания изделиям Мурано 16-17 вв., изготовлявшиеся с 17 в. в др. странах.

Лит.: Кубе А. Н., Венецианское стекло, П., 1923; SchlosserJ., Venezianer Glaser, W., 1951: Three great centuries of Venetian glass. (Exhibition. Corning), [N. Y.], 1958.

ВЕНЕЦИАНСКОЙ АКАДЕМИИ ГАЛЕPЕЯ, одна из крупнейших картинных галерей Италии. Создана в 1807. В коллекции галереи, собиравшейся с момента основания венецианской Академии изящных иск-в (1750) по инициативе организаторов Академии - Дж. Б. Пьяццетты и Дж. Б. Тьеполо, - представлена итал. живопись 14-18 вв., гл. обр. венецианской школы: картины Якопо, Джентиле и Джованни Беллини, Витторе Карпач-чо, Джорджоне, Тициана, Паоло Веро-незе, Якопо Тинторетто, Якопо Бассано и др.

Лит.: [Moschini Marconi S.I, Gallerie dell' Accademia di Venezia, v. 1 - 2, Roma, 1955-62.

ВЕНЕЦИЯ (Venezia), Венето (Veneto), область на С.-В. Италии, у побережья Венецианского зал. Адриатич. м. Делится на 7 провинций: Беллуно, Венеция, Верона, Виченца, Падуя, Ровиго, Тревизо. Пл. 18,4 тыс. км2. Нас. 4054 тыс. чел. (1969). Крупнейшие города (свыше 200 тыс. жит.): Венеция (адм. центр), Верона, Падуя.

В. расположена в вост. части Венецианской низм. и на склонах Венецианских Альп (вые. св. 3000 м). Берега низменности сильно расчленены. В В.- pp. Пьяве, Брента, Адидже, частично По. Ср. темп-pa января на равнине ок. 30С, июня ок. 230С, осадков ок. 750 мм (в горах до 2000 мм) в год. В горах широколиста, и хвойные леса, луга.

После 2-й мировой войны 1939-45 в В. выросла значит, пром-сть. В пром-сти (включая строительство) занято 43% экономически активного населения (1961), в с. х-ве - 25%. Выделяются машиностроение (гидротурбины, насосы, компрессоры, станки, с.-х. машины) и металлообработка (96,4 тыс. занятых), текст, пром-сть (51,5 тыс.), особенно произ-во шерст. тканей (гг. Скио, Вальданьо, Тье-не, Пьовене-Роккетте). В В. (преимущественно в районе г. Венеции) сосредоточены цветная металлургия (90% производимого в стране глинозёма, св. 1/з алюминия, ок. '/з цинка), судостроение, нефтепереработка, нефтехимия, коксохимия, произ-во минеральных удобрений, чёрная металлургия, а также традиц. произ-во стекла и изделий из него, мозаики и филигранных украшений. Деревообработка и пищ. пром-сть. Осн. с.-х. культуры на равнине - пшеница (сбор 734 тыс. т в 1967), кукуруза (по сбору- 1124 тыс. т - первое место в стране), сах. свёкла (2591 тыс. т - 2-е место в Италии после Эмилии-Романьи), конопля, табак, рис, бобовые; картофель. Виноградники (сбор 1398 тыс. т), фруктовые сады (яблони), оливковые рощи. Произ-во вина (9982 тыс. гл). Шелководство, особенно в пров. Тревизо. В горной части В.- скотоводство (1211 тыс. голов кр. рог. скота, 279 тыс. свиней, 39 тыс. овец). Рыболовство в прибрежных водах (порт Кьоджа). Венеция и оз. Гарда - центры туризма. Т. А. Галкина.

ВЕНЕЦИЯ (Venezia), город на С.-В. Италии, на берегу Венецианского зал. Адриатического м. Адм. центр обл. Венеция и пров. Венеция. 368 тыс. жит. (1969).

В. живописно расположена на 118 островах Венецианской лагуны, разделённых между собой 150 каналами, через которые переброшено около 400 мостов. В В. все внутригородские перевозки осуществляются моторными судами, гондолами, баржами. Ж.-д. и автомоб. мосты соединяют В. с материком. От моря Венецианская лагуна отделена песчаной косой, разделённой проливами, два из к-рых доступны для океанских судов. Терр., к-рую занимает В., особенно в центре города, подвержена постепенному опусканию. Во время осенних штормов на Адриатич. м. вода в каналах нередко поднимается так высоко, что заливает гор. площади и улицы.

Исторический очерк. Первые поселения на терр. В.- на островах лагуны у сев. берегов Адриатич. м.- возникли в 5 в. до н. э. В период нашествия варварских племён (4-7 вв. н. э.) население выросло за счёт беглецов с материковой части Италии. В сер. 6 в. острова бы-

ли завоёваны Византией, но фактически остались независимыми. На островах возникли общины, образовавшие в кон. 7 или нач. 8 вв. республику во главе с дожем. Город В. возник в начале 9 в. на о. Риальто как центр дуката. В 9-10 вв. В. превратилась в крупный посреднический центр торговли Западной Европы с Востоком. Появились ремёсла - металлообработка, деревообработка, выделка мехов и кож, произ-во тканей, стекла, получило развитие кораблестроение. К кон. 10 в. В. рассматривалась Византией как независимое государство. С кон. 10 в. республика В. присоединила истрийские гг. Каподистрию, Паренцо, Умаго, Рови-ньо, стремилась подчинить себе далматинские города. В 11-12 вв. республика В. - богатое мор. государство, благодаря сильному флоту добившееся гегемонии на Адриатич. море. Во время первых трёх крестовых походов (кон. 11 - 12 вв.) В., оказывавшая воен. помощь крестоносцам, сумела создать цепь опорных пунктов на вост. побережье Средиземного м.; в результате 4-го крестового похода (1202-04) В. превратилась в средиземноморскую империю, овладела частью Константинополя, рядом гаваней на Мраморном м. и в проливах, о-вами Эвбея, Крит и др.

С кон. 13 в. республика В. стала олигархической. Представители двух-трёх сотен знатных фамилий формировали все высшие органы: Большой совет (ведавший всеми делами гос-ва непосредственно или в апелляц. порядке), Малый совет, или Синьорию (пр-во республики), Сенат (занимавшийся колониальными делами и вопросами внеш. политики), Совет сорока (высший суд. орган). Во главе Малого совета и всей республики стоял пожизненно избираемый дож. В кон. 13-14 вв. купеческие круги, отстранённые от власти, тщетно пытались низвергнуть этот строй (заговоры Бокконио в 1299, Марино Фальери в 1355, восстание Баймонте Тьеполо в 1310).

14-15 вв.- время расцвета В. Продолжит, борьба В. с Генуей завершилась разгромом генуэзского флота у Кьоджи (1380), победившая В. вытеснила свою торг, соперницу из вост. части Средиземного м. и сосредоточила в своих руках значительную часть зап.-европ. торговли с Востоком. В. укрепилась в Далмации, завладела несколькими пунктами в Албании, Ионическими о-вами. В 14 - нач. 16 вв. В. значительно расширила свои владения на континенте (были присоединены Падуя, Ви-ченца, Верона, Бреша, Равенна, Кремона, Римини и др.). Захват турками Константинополя (1453), перемещение торг, путей со Средиземного м. на Ат-лантич. ок. (как следствие Великих географич. открытий) нанесли тяжёлый удар могуществу В. Венециано-тур. войны 15-18 вв., в результате которых В. лишилась почти всех своих владений на Балканах и в Вост. Средиземноморье, были важнейшей из причин, подорвавших торговлю В. и приведших её к глубокому экономич. и политич. упадку в 17-18 вв. В 1797 В. была оккупирована войсками франц. Директории под командованием Наполеона Бонапарта. По Кампофор-мийскому миру 1797 почти вся терр. Венецианской республики была передана Австрии, а по Пресбургскому миру 1805 присоединена к Итальянскому королевству. Венский конгресс 1814-15 вновь передал В. под австр. господство. В марте 1848, во время Революции 1848-49, в В. была провозглашена республика. Однако в авг. 1849 после героич. обороны она пала под ударами австр. армии. По Венскому миру 1866 В. вошла в состав Итал. королевства.

Во время нем.-фаш. оккупации 1943- 1945 В. была крупным центром Движения Сопротивления. 28 апр. 1945 в В. началось нар. восстание, к 29 апр. она была освобождена. Н. П. Соколов.

Экономика. В.-крупный торг, и воен. порт (грузооборот 15,8 млн. т в 1966; пас-сажирооборот 250 тыс. чел.), узел возд. линий.

Пром-сть в городе развита слабо и представлена преим. старыми предприятиями, среди которых гос. судостроительный и судоремонтный з-д (Арсенал), две частные судоверфи, бум., полиграфич., пищ., трикотажные предприятия, электромеханич. мастерские, а также предприятия, связанные с тра-диц. венецианскими производствами стекла (о. Му-рано), кружев (о. Бура-но), мозаич. изделий и др. Промышленное значение имеют континентальные пригороды В.- Маргера, Фузина, Местре. В Мар-гере размещаются крупные заводы (глинозёмный, алюминиевый, цинкоплавильный , нефтеперераб., коксохимич., нефтехи-мич., з-д фтора и фтористых соединений, судоверфь), многие из к-рых построены после 2-й мировой войны. В пригороде Фузина - новые алюминиевые и алюминиевопрокатные з-ды. В Местре - ж.-д. мастерские итрансп. машиностроение, нефтепереработка. Пригород В. о. Лидо - известный междунар. мор. курорт. Там же расположен аэродром В. На о. Сан-Ладзаро размещается община армян-мхитаристов, библиотека к-рой содержит ценные др.-арм. рукописи. В В.- коммерч. ин-т, мед. школа, ин-т по изучению Адриатики, Академия изящных искусств.

Необычное расположение города, мно-гочисл. архит. памятники, богатейшие коллекции произв. иск-ва привлекают много туристов; особенно большой наплыв их бывает во время междунар. кинофестивалей, выставок совр. искусства, фестивалей совр. театра и музыки и т. п. Туризм, гостиничное дело играют существ, роль в экономике города.

Т. А. Галкина.

Архитектура. Архит. облик В. сложился в 14 - нач. 16 вв., в период наивысшего расцвета Венецианской республики. Богато декориров. здания церквей, нередко инкрустиров. цветными мраморами парадные фасады дворцов с ажурными галереями и узорными завершениями окон, лёгкие изогнутые линии мостов, отражающиеся в водах лагуны и многочисл. каналов, узкие кривые улицы со сплошными рядами 3-4-этажных домов придают городу причудливую и праздничную живописность. В центре В.- обрамлённая зданиями Старых (1480-1514) и Новых (1584-1640) Прокураций Пьяцца Сан-Марко с 5-куполь-ным собором Сан-Марко (829-832, перестроен в 1073-95, фасад завершён в 15 в.; бронз, визант. двери - 11 в.; над центр, порталом - 4 бронз, коня 4-3 вв. до н. э., привезённых в 1204 из Константинополя; в интерьере - мраморные мозаичные полы и мозаики 12-14 вв.) и кампанилой (колокольней, 888-1517; Лоджетта у её основания- с 1537, Я. Сансовино). К Пьяцца Сан-Марко примыкает Пьяццетта, открытая в сторону лагуны. По её сторонам -Старая библиотека Сан-Марко (1536-54, Я. Сансовино: завершена в 1583) и Дворец дожей (начат в 9 в., завершён в 14-16 вв ). С востока к дворцу примыкает т. н. мост Вздохов (1600), связывавший дворец со зданием тюрьмы (1560-1614). К С. расположена Пьяцца Санти-Джованни э Па-оло с одноимённой готической церковью (1246-1430), зданием религиозного братства Скуола Гранде ди Сан-Марко (1488-90) и конным пам. кондотьеру Коллеони (1479-88, открыт в 1496, скульптор А. Верроккьо). Вдоль пересекающего город S-образного Большого канала - дворцы в стилях готики, ренессанса и барокко: Ка д'Оро (1422- 1440, Дж. и Б. Бон), Вендрамин-Калерд-жи (1481-1509, окончен П. Ломбарде), Корнер-Спинелли (кон. 15 - нач. 16 вв.), Корнер (с 1532), Редзонико (1660), Пеза-ро (окончен в 1710) и др. Мост Риальто (1588-92). Церкви в стилях готики, ренессанса и барокко: Санта-Мария Гло-риоза леи Фрари (1338-1443, в интерьере - алтарные картины Тициана), Сан-Дзаккария (начата в 10 в., перестроена в 1444-65, фасад завершён в кон. 15 в.), Санта-Мария деи Мираколи (1481-89, П. Ломбарде), Иль Реденторе (окончена в 1592, Палладио), Санта-Мария делла Салуте (1631-81, Б. Лонгена), Скуола Гранде ди Сан-Рокко (1517-50, с картинами Тинторетто). Церковь и монастырь Сан-Джорджо Маджоре (на одно-им. острове; 1565-80, Палладио). В 20 в. построены: новый индустр. и жилой р-н на материке - Маргера (с 1917); Каса делле Дзаттере (1957), ж.-д. вокзал Санта-Лучия (1956). Музеи: Галерея Академии, Музей Коррер (иск-во 14-16 вв.), Меж-дунар. галерея совр. иск-ва (во дворце Пезаро), Археол. музей, Галерея Дж. Франкетти (в Ка д'Оро) и др. На о. Тор-челло - собор (7-11 вв.) с мозаиками 9 и 12 вв. На о. Мурано - романская церковь Санти-Мария э Донато (12 в.) и Музей стекла. В В. проводятся 2-го-дичные Междунар. художеств, выставки- Биеннале (осн. 1895).

Илл. см. на вклейке, табл. XLVII, XLVIII (стр. 496-497).

Лит.: Соколов Н. П., Образование Венецианской колониальной империи, Саратов, 1963; Всеволожская С. Н., Вене-

ция, Л., 1970; KretschmayrH., Geschi-chte von Venedig, [Bd] 1-3, Gotha, 1905-34; Diehl С h., Une republique patricienne Venise, P.. 1916; Cessi R., Storia del-la republica di Venezia, v. 1 - 2, Mil.- Messina, 1944-46; Тhiriet F., Histoire de Venise, P., 1961; Brunetti M., Lorenzetti G., Venezia nella storia e nell'arte, Venezia, 1950; Decker H., Venedig, W., 1952; Murano M.. A new guide to Venice and her islands, Florence, [1956]; Muratori S., Studi per ima operante storia urbana del la citta di Venezia, Roma, 1961.

ВЕНЕЦУЭЛА, государство в Юж. Америке; см. Венесуэла.

ВЕНЗЕЛЬ (от польск. wezet - узел), начальные буквы собств. имён (имени, фамилии), обычно переплетённые между собой и образующие своеобразный узор.

ВЕНИАМИН ТУДЕЛЬСКИЙ (Benjamin de Tudela) (г. рожд. неизв.- ум. 1173), путешественник 12 в. Раввин из г. Худела (королевство Наварра). В 1160-70-е гг. совершил странствование по Юж. Европе, М. Азии, Грузии, Сирии, Палестине, Месопотамии. Путевые записки В. Т.- ценный ист. источник; интересны известия о европ. торговле с Востоком, о численности еврейских поселений в различных городах. Записки В. Т. составлены как на основе личных впечатлений, так и по данным из вторых рук (нек-рые сведения недостоверны).

Изд.: Путешествие рабби Вениамина Тудельского, в кн.: Три еврейских путешественника XI и XII ст., СПБ, 1881.

Лит.: Успенский Ф., Путевые записки Вениамина из Туделы, "Анналы", П., 1923, № 3; Тuссi R. di, Benjami-no di Tudela i il sup viaggio, "Boll, della societa geographica italiana", 1941, ser. 7, v. 6. M. А. Заборов.

ВЕНИАМИНОВ Иван Евсеевич (в монашестве - Иннокентий) [26.8(6.9).1797, с. Ангинское Иркутской губ.,-31.3(12.4). 1879, Москва], русский церковный деятель, этнограф и естествоиспытатель, миссионер и первый исследователь алеутов', изучал также тлинкитов (во вла-' дениях Российско-амер. компании, 1824- 1839). Особое внимание уделял изучению форм брака и семейных отношений, стоял на последовательно историч. точке зрения в этнографии. Осн. работа - "Записки об островах Уналашкинского отдела" (ч. 1-3, 1840). С 1840 епископ камчатский, курильский и алеутский. Став в 1868 московским митрополитом, отошёл от науч. деятельности.

Лит.: Степанова М. В., И. Вениаминов как этнограф, в сб.: Тр. Ин-та этнографии АН СССР. Новая серия, т. 2, М.- Л., 1947.

ВЕНИЗЕЛОС (Benizelos) Элефтериос (23.8.1864-18.3.1936, Париж), греческий гос. и политич. деятель. В 1910 стал основателем и лидером бурж. Либеральной партии Греции. В 1910-15, 1917-20, 1924, 1928-32, 1933 премьер-министр. Участвовал в создании Балканского союза 1912. Добился присоединения к Греции в результате Балканских войн 1912- 1913 острова Крит, Эгейской Македонии, Зап. Фракии и др. территорий. 29 июня 1917 объявил о вступлении Греции в 1-ю мировую войну на стороне Антанты. В. вовлек Грецию в антисов. интервенцию (янв.- апр. 1919) и захватнич. войну против Турции (1919-22). Учитывая рост авторитета СССР и рассчитывая укрепить свои позиции в стране, заключил сов.-греч. договор о торговле и мореплавании (11 июня 1929), выступал против попыток восстановить в Греции монархию, упразднённую в 1924. В. явился вдохновителем антимонархич. восстания на о. Крит (март 1935), подавленного промонархистским пр-вом. Был приговорён к ссылке, но бежал за границу.

ВЕНИНГ МЕЙНЕС (Vening Meinesz) Феликс (30.7.1887, Гаага,-10.8.1966, Амерсфорт), голландский геофизик и гравиметрист, чл. Нидерл. АН (1927). Проф. геодезии политехнич. ин-та в Делф-те (Нидерланды). Осн. работы по определению силы тяжести на море (для чего В. совершил ряд путешествий на подводной лодке). В 1928 предложил формулу для определения отклонений отвеса по аномалии силы тяжести, разрабатывал также гипотезу изостазии.

Соч. в рус. пер.: Гравиметрические наблюдения на море. Теория и практика, М., 1940.

Лит.: Михайлов А. А., Ф. Венинг Мейнес, "Земля и вселенная", 1967, № 2.

ВЕНКОВ Борис Алексеевич [31.7(13.8). 1900, с. Кратово, ныне Псковской обл.,- 13.12.1962, Ленинград], советский математик. Окончил Ленингр. ун-т (1925), проф. там же (с 1935). Работы в области теории чисел. В 1928 получил элементарное доказательство формул Дирихле для числа классов бинарных квадратичных форм. В 1940 построил континуум различных способов приведения положит, квадратичных форм. В. принадлежит абстрактная характеризация паралле-лоэдров.

Соч.: Элементарная 1еория чисел, М.-Л.,

ВЕНЛО (Venlo), город в Нидерландах, в пров. Лимбург, на р. Маас. 62 тыс. жит. (1968). Важный трансп. узел. Дерево-обр., химич. пром-сть, произ-во электрич. ламп, оптич. аппаратуры. Нефтепровод от Роттердама (пропускная способность 36 млн. т в год), к-рый в В. разделяется на 2 ветки, идущие в ФРГ.

ВЕНН (Venn) Джон (4.8.1834, Драйпул, близ Халла,-4.4.1923, Кембридж), английский логик. Работал в области логики классов, где создал особый графич. аппарат (т. н. диаграммы Венна), нашедший применение в логико-математич. теории "формальных нейронных сетей". В. принадлежит обоснование обратных операций в логич. исчислении Дж. Буля. В. занимался также вероятностной логикой.

Соч.: The logic of chance, 3 ed., L., 1888; The principles or empirical or inductive logic, L., 1889; Symbolic logic, L., 1881.

Лит.: Стяжкин Н. И., Формирование математической логики, М., 1967; Г у т-чин И. Б., Кузичев А. С., Бионика и надёжность, М., 1967; Кузичев А. С., Диаграммы Венна. М., 1968.

ВЕНО (др.-рус. вено, польск. wiano, чеш. veno, лат. venum - продажа), в феодальном праве нек-рых гос-в Европы выкупная плата, к-рую жених вносил родителям (родственникам) невесты (иногда-общине). Уплачивалась как при умыкании, так и при покупке невесты. Размеры В. были первоначально (в 9-10 вв.) весьма значительны. В рус. источниках В. упоминается применительно к 10- 11 вв. (напр., в "Повести временных лет"). С эволюцией семейных отношений В. превращается в символический обряд, а самый термин "В." стал пониматься в значении "приданое" (напр., в Кормчей книге, в чеш. праве, литов. праве). В польск. феод, праве В. (wiano) имело два значения: приданое (dotalicium) и обязательство, налагаемое на имущество мужа (обычно в сумме этого приданого) как способ обеспечения имуществ. интересов жены на случай вдовства. У народов Ср. Азии близок к В. калым.

ВЕНОЖИНСКИС Юстинас Винцо [17 (29).6.1886, хутор Мантаучизна, ныне Ро-кишкского р-на,-29.7.1960, Вильнюс], советский живописец, гл. обр. портретист и пейзажист. Учился в студии Юхневича в Москве (1904-05) и в краковской АХ (1909-14) у В. Вейса. Участник Революции 1905-07. В 1919-20 организовал Курсы рисования в Вильнюсе и Каунасе. В 1922 основал Каунасскую художеств, школу; был её первым директором и в течение многих лет преподавателем. В 1923-25 председатель Об-ва деятелей литовского искусства. Первый пред. Союза литов. художников (1935-36). С 1940 преподавал в Художеств, ин-те в Вильнюсе. В своих лирико-эпич. полотнах, сочетающих тонкую живописность с декоративной обобщённостью ритма и композиции, В. стремился раскрыть нац. характер человека и природы. Произв.: портреты Э. Веножинскене (1911, собственность семьи В.), писателей К. Боруты (1943, Художеств, музей Литов. ССР, Вильнюс) и А. Венуолиса-Жукаускаса (1954, Союз писателей Литов. ССР, Вильнюс).

С о ч.' Litauens konst, Malmo, 1931 (в соавторстве с П. Галауне).

Лит.: Justinas Vien9zinskis. Dailes paroda, 1961. Katalogas, Vilnius, 1961 (на литов. и рус. яз.); [G u d у n a s Pr.], J. Vienozin-skis, Vilnius, 1965 (на литов. и рус. яз.; резюме на англ., франц. и нем. яз.).

ВЕНОЗНЫЕ ЛАКАНЫ, наполненные кровью пространства между внутр. органами у животных, имеющих незамкнутую кровеносную систему. В. л. характерны для моллюсков и др. беспозвоночных, а также для низших хордовых.

ВЕНОЗНЫЕ ПАЗУХИ, синусы, каналы в толще твёрдой мозговой оболочки у позвоночных животных и человека, собирающие кровь из вен мозга, твёрдой его оболочки и костей черепа. Стенки пазух туго натянуты и не спадаются при разрезе; клапаны в них отсутствуют. Самая большая и широкая из В. п., с к-рой соединяются все остальные, наз. поперечной пазухой; она несёт кровь непосредственно в яремную вену, выходящую из основания черепа. Т. н. пещеристая В. п. имеет обширные соединения с венами лица и головы; поэтому при нагноит, процессах на лице существует опасность перехода воспалит, процесса на мозговые оболочки.

ВЕНОЗНЫЙ СИНУС (Sinus venosus), 1) у ланцетника, не имеющего сердца, непарный сосуд, собирающий венозную кровь из печёночной вены и кювьеровых протоков и переходящий в брюшную аорту. 2) У низших позвоночных - круг-лоротых, рыб и земноводных - отдел сердца; тонкостенный мешок, служащий резервуаром для венозной крови, к-рая при сокращении B.C. перегоняется в предсердие; обратному току крови препятствуют сину-атриальные клапаны, расположенные в отверстии между В. с. и предсердием. В В. с. находится синусный узел (узел Ремака) - центр, в к-ром возникают первичные импульсы сокращения сердца. У пресмыкающихся (за исключением гаттерии) В. с. утрачивает полную самостоятельность и в той или иной степени входит в состав правого предсердия. У птиц и млекопитающих B.C. закладывается у эмбрионов, а в дальнейшем (за исключением бескилевых птиц) полностью входит в состав стенки правого предсердия вместе с синусным узлом; только у однопроходных сохраняются сину-атриальные клапаны. 3) У ряда беспозвоночных животных то же, что венозные лакуны. 4) Часто В. с. наз. венозные пазухи.

ВЕНСАН (Vincent) Франсуа Никола (1767, Париж,-30.3.1794, там же), деятель Вел. франц. революции, один из руководителей эбертистов. С 1791 активный член Клуба кордельеров. После восстания 10 авг. 1792 чл. Ген. совета первой Коммуны Парижа. С апр. 1793 ген. секретарь воен. мин-ва. Вёл энергичную борьбу за пополнение командного состава армии преданными революции кадрами из демократич. слоев, что вызывало резкие нападки Ж. Ж. Дантона. В дек. 1793 В. вместе с Ш. Ронсеном подвергся аресту, но был вскоре освобождён. В марте 1794 снова арестован. Казнён по процессу эбертистов..

ВЕНСЕНН (Vincennes), город во Франции, в деп. Валь-де-Марн, юго-вост. пригород Парижа. 50,4 тыс. жит. (1962). Маш. -строит., химич. з-ды. К Ю. от В. - королевский ср. -век. замок и обширный парк - т. н. Венсеннский лес.

Ю. Веножинскис. Автопортрет. 1936. Кау-васский художественный музей.

ВЕНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ОПЕРА (Wiener Staatsoper) (до 1918 - Венская придворная опе-Р а), крупнейший оперный театр, центр муз. культуры Австрии. Возникновение Венской придворной оперы относится к сер. 17 в. В 17-18 вв. оперные спектакли шли в различных театрах (в т. ч. с 1763-в"Кернтнертортеатре"). В 17-нач. 18 вв. основу репертуара театра составляли итал. оперы. С сер. 18 в. существ, влияние на Венскую придворную оперу оказала оперная реформа К. В. Глюка; здесь формируется нац. оперный стиль (пост, опер И. Умлауфа, К. Диттерсдорфа, В. А. Моцарта). В 19 в. на сцене театра ставятся значительные произв. нем., австр., итал. и франц. композиторов, выступают мн. выдающиеся европ. певцы. С 80-х гг., благодаря деятельности Г. Рихтера (муз. директора и дирижёра с 1875) и особенно Г. Малера (возглавлял театр в 1897-1907), В. г. о. становится одним из лучших европейских оперных театров. В 1869 театр получил собств. здание. Здесь были осуществлены пост, опер В. А. Моцарта, Л. Бетховена, Р. Вагнера, Дж. Верди, К. Дебюсси, Р. Штрауса, а также впервые в Вене поставлены оперы П. И. Чайковского ("Евгений Онегин", -"Пиковая дама", "Иоланта"). В начале 20 в. в репертуаре театра большое место занимают оперы А. Шёнберга, Э. Кшенека, Э. Корнгольда, А. Берга и др. В годы фашистской оккупации (1938-44) театр переживает период упадка. В 1945 при бомбардировке Вены здание театра было разрушено (восстановлено в 1955). После освобождения страны в 1945 В. г. о. возобновляет свою деятельность и вскоре возвращает себе славу ведущего муз. центра Австрии. В 40- 60-е гг. репертуар театра наряду с мировой классикой включает и оперы созр. композиторов (К. Орф, В. Эгк, П. Хин-демит, Ф. Пуленк, И. Пиццетти и др. ). Здесь выступают лучшие вокалисты Австрии и других стран, работают крупнейшие дирижёры - К. Краус, Р. Штраус, Б. Вальтер, О. Клемперер, В. Фурт-венглер, И. Крипе, В. Де Сабата, К. Бём, Д. Митропулос, Л. Бернстайн и др. В 1956-64 В. г. о. возглавлял Г. Караян.

Лит.: Чёрная Е., Австрийский музыкальный театр до Моцарта, М., 1965; Kralik H., Die Wiener Oper, W., 1962. С. М. Грищенко.

ВЕНСКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ШКЙЛА, направление в музыке, сложившееся в Вене во 2-й пол. 18 - 1-й чета. 19 вв. Основоположники В. к. ш. - И. Гайдн и В. А. Моцарт; высшие её достижения связаны с творчеством Л. Бетховена. См. Австрия, раздел Музыка.

ВЕНСКАЯ КОНВЕНЦИЯ 1961 о дипломатических сношениях, междунар. конвенция, в к-рой кодифицированы нормы междунар. права о деятельности дипломатич. представительств. Подписана 18 апр. 1961. На 1 янв. 1970 участниками конвенции являются 105 гос-в (в т. ч. СССР, БССР и УССР). Конвенция регулирует порядок установления дипломатич. отношений и учреждения дипломатич. представительств, их функции (представительство своего гос-ва в гос-ве пребывания, защита интересов своего гос-ва и его граждан и т. д. ); порядок назначения и отозвания главы дипломатич. представительства и его персонала; устанавливает три класса глав дипломатич. представительств (посол, посланник и поверенный в делах).

Конвенция различает привилегии и иммунитет дипломатич. представительства в целом и личные привилегии и иммунитеты дипломатич. и технич. персонала представительства. К числу наиболее важных привилегий и иммунитетов относится неприкосновенность помещения: власти гос-ва пребывания могут входить в эти помещения только с согласия главы представительства; они обязаны принимать все надлежащие меры для защиты помещений представительства от к. -л. вторжения или нанесения ущерба; для предотвращения всякого нарушения спокойствия представительства; помещения представительства пользуются иммунитетом от обыска, реквизиции, ареста и т. п., к числу привилегий относятся также свобода сношения дипломатического представительства со своим гос-вом, неприкосновенность дипломатической почты и др.

Персонал дипломатич. представительства и члены их семей пользуются правом неприкосновенности личности, жилища, иммунитетом от юрисдикции государства пребывания. Обслуживающий персонал представительства пользуется иммунитетом в отношении действий, совершённых им при исполнении своих служебных обязанностей, и освобождается от налога с заработка.

К конвенции приложены 2 факультативных протокола: об обязательной юрисдикции междунар. суда и о неприменении законов о гражданстве гос-ва пребывания к сотрудникам дипломатич. представительства.

СССР при ратификации конвенции (11 февр. 1964) сделал оговорки о том, что в случае разногласий о численности персонала дипломатич. представительства этот вопрос должен решаться по договорённости между аккредитующим гос-вом и гос-вом пребывания, а также в отношении статей конвенции, в к-рых устанавливается ограничение для ряда стран быть участниками конвенции. Конвенция вступила в силу для СССР 24 апр. 1964.

Лит.: "Ведомости Верховного Совета СССР", 1964, 29 апреля, № 18, ст. 221.

И. К. Городецкая.

ВЕНСКАЯ КОНВЕНЦИЯ 1963 о гражданской ответственности за ущерб, международная конвенция, принята на междунар. дипломатич. конференции по гражд. ответственности за ядерный ущерб (29 апр. -19 мая 1963). Конвенция и факультативный протокол относительно обязательного урегулирования споров были открыты для подписания 21 мая 1963. На 1 окт. 1969 конвенцию ратифицировали всего 8 стран (Югославия, Колумбия, ОАР, Куба, Филиппины и др. ). СССР подписал заключит, акт конференции и голосовал за принятие конвенции.

В связи с тем, что ядерные объекты являются источниками повышенной опасности, конвенция предусматривает абсолютную ответственность за ядерный ущерб (т. е. ответственность за ядерный ущерб возникает независимо от наличия или отсутствия вины, причинения вреда). Устанавливается лишь одно исключение из этого общего правила: оператор освобождается (частично или полностью) от возмещения ущерба, если ущерб возник вследствие тяжёлого стихийного бедствия исключительного характера (вооруж. конфликта, военных действий, гражданской войны или восстания, умысла или грубой неосторожности потерпевшей стороны).

Конвенция исходит из принципа полного возмещения положительного ущерба в имуществе; лишь когда размер убытков превосходит сумму максимального предела возмещения, установленного конвенцией (5 млн. долл. США за каждый ядерный инцидент), компенсации подлежит только сумма в пределах установленного максимума.

Предусмотрен 10-летний срок исковой давности; если ядерный ущерб причинён ядерным инцидентом, происшедшим с ядерным материалом во время его транспортировки и этот материал был похищен, утерян, выброшен или оставлен без присмотра, давностный срок увеличивается до 20 лет. Течение срока исковой давности начинается, как правило, со дня ядерного инцидента.

В случае ядерного ущерба иски о возмещении ущерба рассматриваются только в той стране - участнице конвенции, в пределах территории к-рой произошёл ядерный инцидент. А. И. Иойрши.

ВЕНСКАЯ КОНВЕНЦИЯ 1963 о консульских сношениях, междунар. конвенция, регулирующая порядок установления консульских сношений и открытия консульских учреждений, а также определяющая задачи, привилегии и иммунитеты этих учреждений. Подписана 24 апр. 1963, вступила в силу 19 марта 1967. Конвенция устанавливает классы глав консульских учреждений (ген. консул, консул, вице-консул и консульский агент); порядок их назначения и допущения к выполнению своих функций в гос-ве пребывания, а также порядок назначения консульского персонала. На 1 янв. 1970 участниками В. к. 1963 являются 65 гос-в.

Консульское учреждение пользуется, согласно конвенции, определёнными преимуществами, привилегиями и иммунитетами: консульские архивы и документы, служебные помещения консульских учреждений неприкосновенны (имеется оговорка, дающая возможность местным властям в нек-рых случаях - пожар, стихийное бедствие - входить в помещения консульских учреждений без согласия консула или посла). Консульское должностное лицо пользуется в гос-ве пребывания личной неприкосновенностью, однако эти лица могут быть задержаны или арестованы по постановлению суда в случае совершения тяжкого преступления; консульский персонал пользуется иммунитетом от юрисдикции судебных и адм. органов в отношении действий, совершённых им при выполнении консульских функций, он освобождается от регистрации в качестве иностранцев, получения разрешений на жительство и работу, а также от уплаты местных налогов и сборов. Консульские должностные лица могут свободно сноситься с гражданами своего гос-ва, находящимися в данной стране, местные власти должны уведомлять их об арестах этих граждан; консулы могут переписываться с ними и посещать их в соответствии с законами и правилами гос-ва пребывания. Конвенция регулирует также права и обязанности почётных консулов.

СССР не является участником конвенции. И. К Городецкая.

ВЕНСКАЯ ОПЕРАЦИЯ 1945, наступат. операция войск 2-го (командующий Маршал Сов. Союза Р. Я. Малиновский) и 3-го (кома-ндующий Маршал Сов. Союза Ф. И. Толбухин) Укр. фронтов 16 марта - 15 апр. во время Вел. Отечеств, войны 1941-45. Сов. войска начали В. о. непосредственно после успешного завершения Балатонской оборонит, операции 1945. Для участия в операции привлекались войска 3-го Укр. фронта (6 общевойсковых, 1 танк, и 1 возд. армии, 2 танк., 1 механизиров. и 1 кав. корпуса), 46-я армия 2-го Укр. фронта и Дунайская воен. флотилия. По плану сов. командования гл. удар наносился в общем направлении на Папу, Шопрон, Вену. С С. действия обеспечивались наступлением 7-й гвард. армии на Братиславу. Сов. войскам южнее Дуная противостояли войска нем. группы армий "Юг" (ген. пехоты О. Велер) в составе 3-й венг., 6-й нем., 6-й и 2-й танк, армий и часть сил группы армий "Ф". Нем. командование придавало обороне венского направления большое значение, рассчитывая остановить сов. войска и удержаться в горнолесистых районах Австрии в надежде на заключение сепаратного мира с Англией и США. Однако сов. войска 16 марта - 4 апр. прорвали вражескую оборону, нанесли поражение группе армий "Юг" и вышли на подступы к Вене. 5-13 апр. одноврем. ударами 4-й гвард. армии с Ю. -В., 9-й гвард. армии с Ю. -З. и 6-й гвард. танковой армии с 3. венская группировка противника (8 танк., 1 пех. дивизии и до 15 отд. батальонов) была разгромлена, и 13 апр. Вена полностью очищена от противника. Продолжая преследование разбитых вражеских соединени