загляните на купон-скидку или справочники: окна kbe, окна veka, окна rehau, остекление балкона, остекление лоджии, изготовление окон, монтаж окон, остекление, производство окон, металлопластиковые окна, окна пвх, пластиковые окна, установка окон, стеклопакеты и евроокна.



ВСЁ О СТРОИТЕЛЬСТВЕ, ЖЕЛЕЗОБЕТОНЕ, БЕТОНЕ, АРХИТЕКТУРЕ И НЕ ТОЛЬКО...:
ОПРЕДЕЛЕНИЯ:

АСФАЛЬТИРОВАНИЕ, устройство асфальтобетонных покрытий на автомобильных дорогах, улицах, аэродромах и т. п. путём укладки и уплотнения асфальтобетонной смеси по предварительно подготовленному основанию. В зависимости от назначения покрытия асфальтобетонную смесь (асфальтобетон) укладывают в один или два слоя на основание из щебня, гравия (нежёсткое основание) или бетона (жёсткое основание). Нижний слой толщиной 4-5 см устраивают из крупно- или среднезерни-стой смеси с остаточной пористостью 5-10% ; верхний слой толщиной 3-4 см-из средне- или мелкозернистой смеси (остаточная пористость 3-5%). При тяжёлых нагрузках и интенсивном движении транспорта покрытия устраивают 3-4-слойными общей толщиной 12-15 см. АСФАЛЬТИРОВАНИЕ начинается с очистки основания от пыли и грязи механич. дорожными щётками и поливомоечными машинами, исправления неровностей основания, обработки его поверхности жидким битумом или битумной эмульсией. Асфальтобетонная смесь приготовляется в асфальтобетоно-смесителях на стационарных или полустационарных заводах (установках), доставляется на место автомобилями-самосвалами и загружается в приёмный бункер асфалътобетоноукладчика, к-рый укладывает, разравнивает и предварительно уплотняет смесь. Окончат. уплотнение осуществляется катками дорожными. .


КОММУНАЛЬНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО, отрасль строительства, занятая сооружением объектов, связанных с обслуживанием жителей городов, посёлков городского типа, районных сельских центров и населённых пунктов сельской местности. В числе этих объектов: системы водоснабжения и канализации с очистными сооружениями и сетями; сооружения городского электрического транспорта с путевым, энергетическим хозяйством, депо и ремонтными предприятиями; сети газоснабжения и теплоснабжения с распределительными пунктами, районными и квартальными котельными; электрические сети и устройства напряжением ниже 35 кв; гостиницы; городские гидротехнические сооружения; объекты внешнего благоустройства населённых мест, озеленения, дороги, мосты, путепроводы, ливнестоки; предприятия санитарной очистки, мусороперерабатывающие и др. Планомерное развитие КОММУНАЛЬНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА в СССР началось ещё в 1-й пятилетке и осуществлялось нарастающими темпами до начала Великой Отечеств, войны 1941-45. В годы 4-й пятилетки (1946-50) проводились работы по восстановлению объектов коммунального назначения, разрушенных во время нем.-фаш. оккупации. В последующие годы КОММУНАЛЬНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО велось высокими темпами в связи с бурным развитием промышленности, культуры, увеличением численности городов и посёлков городского типа .
ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО, теория и практика планировки и застройки городов (см. Город). ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО определяют социальный строй, уровень развития производственных сил, науки и культуры, природно-климатичие условия и национальные особенности страны. ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО охватывает сложный комплекс социально-экономических, строительно-технических, архитектурно-художественных, а также санитарно-гигиенических проблем. Общим для ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО досоциалистических формаций является большее или меньшее влияние на него частной собственности на землю и недвижимое имущество..
ЗЕЛЁНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО, составная часть современного градостроительства. Городские парки, сады, скверы, бульвары, загородные парки (лесопарки, лугопарки, гидропарки, исторические, этнографические, мемориальные), национальные парки, народные парки, тесно связанные с планировочной структурой города, являются необходимым элементом общегородского ландшафта. Они способствуют образованию благоприятной в санитарно-гигиеническом отношении среды, частично определяют функциональную организацию городских территорий, служат местами массового отдыха трудящихся и содействуют художественной выразительности архитектурых ансамблей. При разработке проектов садов и парков учитывают динамику роста деревьев, состояние и расцветку их крон в зависимости от времени года.

Главная страница
Поиск по сайту
Оглавление страниц

Объяснение слов: словарь, справочник, информация. Строительство, экономика, промышленность - все сферы жизни: от А до Г, от Г до П и от П до Я

а); илл. к произв. Н. В. Гоголя, Т. Г. Шевченко, А. С. Пушкина и др.

Лит.: Акимова И., А. П. Бубнов, М., 1956.

БУБНОВ Андрей Сергеевич (парт. псевд. Химик, Яков; лит. псевд. А. Г л о-т о в, С. Я г л о в, А. Б. и др.) [23.3(4.4). 1883, Иваново-Вознесенск, ныне Иваново, -12.1.1940],сов. гос. и парт, деятель, историк-публицист. Чл. Коммунистич. партии с 1903. Род. в семье управляющего текст, ф-кой. Учился в Моск. с.-х. ин-те, откуда исключён за революц. работу. В 1905 чл. Иваново-Вознесенского к-та РСДРП, в 1906 чл. бюро Иваново-Вознесенского союза РСДРП. Участник 4-го (1906) и 5-го (1907) съездов РСДРП. В 1907 чл. Моск. к-та РСДРП. В 1908 чл. Обл. бюро РСДРП Центр.-пром. р-на. В 1909-17 вёл парт, работу в Н. Новгороде, Сормове, Петербурге, Самаре и др. городах. Неоднократно подвергался репрессиям. В 1910 был кооптирован в состав Большевистского центра в России. На 6-й (Пражской) Всеросс. конференции РСДРП (1912) избран канд. в чл. ЦК РСДРП. С 1912 сотрудничал в "Правде". После Февр. революции 1917 чл. Моск. обл. бюро РСДРЩб). Делегат 7-й (Апрельской) конференции РСДРП(б); на 6-м съезде партии избран в ЦК РСДРП(б), был представителем ЦК в Петрогр. к-те РСДРП(б).

А. П. Бубнов. "Утро на Куликовом поле". 1943 - 47. Третьяковская галерея. Москва.

На заседании ЦК 10(23) окт. 1917 избран в Политбюро; на заседании ЦК 16(29) окт. 1917 - в воен.-революц. парт, центр по руководству Окт. вооруж. восстанием; чл. Петрогр. ВРК, комиссар всех ж.-д. вокзалов. После 2-го съезда Советов -чл. ВЦИК, чл. коллегии Наркомпути. В нояб. 1917 в качестве комиссара ж. д. Республики был командирован на Юг; участвовал в ликвидации калединщины. В 1918 примыкал к "левым коммунистам"-. С марта 1918 в составе Укр. сов. пр-ва и ЦК КП(б)У; с окт. 1918 чл. Киевского подпольного обл. бюро КП(б)У. В 1919 возглавил Ревком, затем Исполком Совета в Киеве. Избран чл. Политбюро ЦК КП(б)У; чл. РВС Укр. фронта и РВС 14-й армии. С кон. 1919 работал в Москве в Гл. управлении текст, предприятий, чл. бюро МК РКП(б). Участвовал в ликвидации кронштадтского мятежа 1921. В 1921-22 чл. РВС Сев.-Кавк. воен. округа. В 1922-23 зав. Агитпропом ЦК РКП(б). В 1920-21 примыкал к Группе "демократического централизма", в 1923 - к троцкистской (см. Троцкизм) оппозиции, от которой вскоре отошёл. С нач. 1924 по сент. 1929 нач. Политуправления РККА и чл. РВС СССР, чл. Оргбюро ЦК ВКП(б). В 1925 секретарь ЦК РКП(б). В 1929-37 нарком просвещения РСФСР. Активно содействовал проведению в жизнь закона о всеобщем обязательном нач. обучении, был сторонником политехнич. образования; много внимания уделял идейности преподавания, боролся с извращениями в содержании и методике обучения. На 8-м, 11-м, 12-м съездах РКП(б) избирался канд. в чл. ЦК, а на 13-17-м - чл. ЦК партии. Был чл. ВЦИК и ЦИК СССР. Награждён орденом Ленина и орденом Красного Знамени.

Б. - автор ряда крупных работ по истории Коммунистич. партии: "Основные моменты в развитии коммунистической партии в России" (1921), "Основные вопросы истории РКП" (1924), монографии, статья "ВКП" в 1-м изд. БСЭ (т. 11, с. 8-544; вышла также отдельным изданием).

Соч. (кроме указ, в статье): О Красной Армии. [Сб.], М., 1958; Автобиография, в кн.: Энциклопедический словарь "Гранат", т. 41, ч. 1, М., 1927, с. 47 - 50; Статьи и речи о народном образовании, М., 1959.

Лит.: Б и н е в и ч А., Серебрянский 3., Андрей Бубнов, М., 1964. БУБНОВ Иван Григорьевич [6(18).1. 1872 - 13.3.1919], русский корабельный инженер. Окончил Мор. инж. училище в Кронштадте (1891) и Мор. академию (1896) в Петербурге. С 1904 преподавал в Петерб. политехнич. ин-те (с 1909 проф. ) и с 1910 в Мор. академии. В труде "Напряжения в обшивке судов от давления воды" (1902) впервые выяснил осн. вопросы расчёта пластин, работающих в составе корпуса судна. В последующих работах Б. дал матем. обоснование вопросов местной и общей прочности судов. Б. принадлежит фундаментальный труд "Строительная механика корабля" (1909-11), являвшийся в то время единственным по строгой научности и полноте изложения. Теоретич. работы Б. нашли широкое применение при проектировании (в 1908-10) линейных кораблей. Б. построил первую в России подводную лодку "Дельфин" с двигателями внутр. сгорания (заложена в 1902), а затем подводную лодку типа "Барс" (заложена в 1912).

С. Г. Буачидзе. А. С. Бубнов.

Соч. : Спуск судна на воду, "Морской сборник", 1900, № 1, 2, 3, 5, 6; О непотопляемости судов, там же, 1901,№ 4,5; Строительная механика корабля, ч. 1 - 2, СПБ, 1912 - 1914; Труды по теории пластин, М., 1953 Лит.: Благовещенский С. Н., О работах И. Г. Бубнова по теории корабля, "Тр. Ленинградского кораблестроительного ин-та", 1951, в. 8.

БУБНОВ Иван Григорьевич [6(18).1. 1872 - 13.3.1919], русский корабельный инженер. Окончил Мор. инж. училище в Кронштадте (1891) и Мор. академию (1896) в Петербурге. С 1904 преподавал в Петерб. политехнич. ин-те (с 1909 проф. ) и с 1910 в Мор. академии. В труде "Напряжения в обшивке судов от давления воды" (1902) впервые выяснил осн. вопросы расчёта пластин, работающих в составе корпуса судна. В последующих работах Б. дал матем. обоснование вопросов местной и общей прочности судов. Б. принадлежит фундаментальный труд "Строительная механика корабля" (1909-11), являвшийся в то время единственным по строгой научности и полноте изложения. Теоретич. работы Б. нашли широкое применение при проектировании (в 1908-10) линейных кораблей. Б. построил первую в России подводную лодку "Дельфин" с двигателями внутр. сгорания (заложена в 1902), а затем подводную лодку типа "Барс" (заложена в 1912).

Соч.: Спуск судна на воду, «Морской сборник», 1900, № 1, 2, 3, 5, 6; О непотопляемости судов, там же, 1901 ,№ 4,5; Строительная механика корабля, ч. 1 - 2, СПБ, 1912 - 1914; Труды по теории пластин, М., 1953
Лит.: Благовещенский С. Н., О работах И. Г. Бубнова по теории корабля, «Тр. Ленинградского кораблестроительного ин-та», 1951, в. 8.

БУБНОВ Сергей Николаевич [15(27). 7. 1888, Петербург,- 15. 11. 1957, Берлин], немецкий геолог, чл. Герм. АН в Берлине (1949). В 1906 вместе с семьёй переехал из России в Германию. Окончил Фрейбургский ун-т (1910). Проф. Грейфсвальдского (1929-50) и Берлинского (с 1950) ун-тов. Директор Геотектонич. ин-та (с 1950). Осн. исследования по региональной и общей тектонике. Б. разработал (1923 и позднее) оригинальную классификацию основных структурных элементов земной коры, а в 1948 классификацию тектонических движений. Одна из главных тем теоретических работ Б. - цикличность развития Земли. Б. принадлежат также работы по геол. строению сев. -вост. Германии, фауне триасовых отложений Вост. Альп, угольным месторождениям Германии. Б. составлена серия палеогеографич. карт Европы. Нац. пр. ГДР (1953). Соч. : Fennosarmatia, В-, 1952; Einfuhr

ung in die Erdgeschichte, 3 Aufl., В., 1956; в рус. пер, -Геология Европы, т. 2, Л. - М., 1935; Основные проблемы геологии, М., 1960.

БУБНОВА МЕТОД, см. в ст. Ритца и Галёркина методы.

"БУБНОВЫЙ ВАЛЕТ", объединение московских живописцев. Ведёт начало от одноим. выставки, организованной в 1910. Для творчества художников "Б. в. " (П. П. Кончаловский, А. В. Куприн, А. В. Лентулов, И. И. Машков, В. В. Рождественский, Р. Р. Фальк и др. ), отрицавших традиции как академизма, так и реализма 19 в. и в то же время противостоявших мистикосимволистич. тенденциям в рус. иск-ве первого десятилетия 20 в., характерны живописнопластич. искания в духе творчества П. Сезанна, фовизма и кубизма, а также обращение к приёмам рус. лубка и нар. игрушки. В практике "Б. в. " претворились кризисные черты рус. художеств, культуры предреволюц. десятилетия. Ограничив сферу деятельности гл. обр. жанрами натюрморта, пейзажа и портрета, утверждая идею "самоценности" живописи, художники "Б. в. " разрешали формальные проблемы передачи объёма на плоскости и построения формы цветом, стремились к выявлению изначальной материальности и "вещности" натуры. В подчёркнутой деформации и обобщении объёмов, нарочитой грубости и осязаемости фактуры, в броской, жизнерадостной, почти лубочной красочности работ художников "Б. в. " вместе с тем выразились в субъективной форме индивидуалистич. протест против буржуазномещанского вкуса и уклада жизни (не затрагивавший, однако, существующих социальных устоев), стремление "эпатировать буржуа", а также попытки утверждения в живописи чувственнополнокровных, материальнокрасочных сторон бытия. В 1912 отколовшаяся от "Б. в. " группа художников, тяготевших к примитивизму, кубофутуризму и абстракционизму (В. Д. и Д. Д. Бурлюки, Н. С. Гончарова, М. Ф. Ларионов, К. С. Малевич и др. ), организовала выставку под назв. "Ослиный хвост*. В 1916 объединение распалось (организованная в 1917 выставка "Б. в. " не включала работ ведущих художников этого объединения). После Окт. революции многие б. члены "Б. в. ", преодолев одностороннее увлечение формальными экспериментами, стали видными мастерами сов. иск-ва. В 1925 по инициативе б. членов ч Б. в. " возникло объединение "Московские живописцы", в дальнейшем преобразованное в "Общество московских художников" (ОМХ). Лит.: Выставка произведений группы художников "Бубновый валет", М., 1927; Лебедев А. К., Искусство "Бубнового валета" и проблема художественного наследия, в сб. : Вопросы искусства в свете борьбы идеологий, М., 1966; Коган Д. 3., Новые течения в живописи 1907-1917 годов, в кн. : История русского искусства, т. 10, кн. 2, М., 1969. f

БУБОН (от греч. bubon - пах, опухоль в паху), воспаление лимфатич. узлов (первонач. Б. - название лимфаденитов паховой области). Б. часто сопровождает или осложняет течение мн. заболеваний (гнойная инфекция, сифилис, мягкий шанкр, 4-я венерич. болезнь, чума, туляремия, туберкулёз и т. д. ). Нередко Б. является основным проявлением заболевания. Б. может достигать различной величины, нагнаиваться, вскрываться, заживая рубцом, или существовать длительно, не подвергаясь никаким изменениям. Течение Б. различно в зависимости от анатомич. расположения, характера инфекции, реактивности больного. Б. может быть очень болезненным (напр., при мягком шанкре) или совершенно безболезненным (напр., при сифилисе). Лечение направлено на устранение заболевания, вызвавшего Б. ; иногда - хирургич. вмешательство. М. А. Розентул.

БУБР (ВоЬг), Бобрава, река на Ю. -З. Польши, лев. приток Одры. Дл. 280 км. Берёт начало в горах Крконоше (Судеты), пересекает предгорья и течёт по Силезской котловине. Часты паводки от таяния снегов и дождей; подъём воды до 3-4 м. ГЭС.

БУБРИК Самуил Давидович [10(22). 6. 1899, Белосток, - 16. 10. 1965, Москва], советский кинорежиссёр, засл. деятель иск-в Латв. ССР (1949). Занимался в режиссёрской мастерской Гос. техникума кинематографии (1928-29, педагог С. М. Эйзенштейн). С 1931 режиссёр Центр, студии документальных фильмов. Снял документальнобиографич. фильмы: "Владимир Маяковский" (1940, новая ред. 1955), "Максим Горький" (1940, новая ред. 1958), "Виссарион Белинский" (1948, совм. с В. Н. Николаи), "Пушкин" (1948), "Лев Толстой" (1953), "Чехов" (1954, новая ред. 1960), "Достоевский" (1956), "Бернард Шоу" (1956), "Здесь жил Ленин" (1957), "Роберт Берне" (1958), "Н. К. Крупская" (1959), "Рабиндранат Тагор" (1961), "Станиславский" (1963), "Всесоюзный староста" (1964) - о М. И. Калинине, "Через горы времени" (1965) и др. Участвовал в создании публицистич. фильмов: "Мир победит войну" (1949), "1905 год" (1955), "Вива, Куба!" (1960), "Герои не умирают" (1963) н др. Преподавал на операторском ф-те ВГИКа (1933-36). Гос. пр. СССР (1948). Соч. : О документальнобиографическом фильме, в сб. : Документальное кино сегодня, М., 1963, с. 217-30.

БУБРИХ Дмитрий Владимирович [12 (25). 7. 1890, Петербург,-30. 11. 1949, Ленинград], советский языковед, чл. -корр. АН СССР (1946). Окончил Петербургский ун-т. Профессор Ленингр. ун-та (с 1925). Научную деятельность начал как славист. Изучал слав, акцентологии: ("Севернокашубская система ударения", 1924). Работы по исследованию финно угорских языков способствовали развитию нац. культур и формированию лит. финноугорских языков. Писал также по вопросам этногенеза и истории финских народов. Соч. : Звуки и фонемы эрзянской речи, М., 1930; Мордовская система фонем, "Записки Мордовского научноисследовательского Ин-та социалистической культуры", 1941, т. 2; Мордовское склонение, там же; Мордовское спряжение, там же, т. 4; Происхождение карельского народа, Петрозаводск, 1947; Историческая фонетика удмуртского языка, Ижевск, 1948; Историческая фонетика финского-суоми языка, Петрозаводск, 1948; Грамматика литературного коми языка, Л., 1949; Историческая грамматика эрзянского языка, Саранск, 1953.

БУВАРДИЯ (Bouvardia), род растений сем. мареновых. Низкорослые кустарники или многолетние травы с вечнозелёными супротивными или мутовчатыми листьями. Цветки на концах ветвей собраны в белые, жёлтые или красные соцветия, у мн. - приятно пахнущие. Ок. 30 видов в Америке, преим. в Мексике. В культуру введены как декоративные более 100 лет назад; выведено много гибридных сортов. Культивируют б. ч. вечнозелёные Б., цветущие поздней осенью.

БУВЕ (Bouvet), вулканический остров в центр, части атлантич. сектора Южного ок. (54°26' ю. ш. и 3°24' в. д. ). Пл. 68 км2. Принадлежит Норвегии. Представляет собой надводную вершину АфриканскоАнтарктич. хр. Имеет вид конусообразной горы с широким кратером. Сложен базальтовыми и трахитовыми лавами. Вые. до 939 м. Покрыт льдом. На сев. стороне острова редкие пятна мхов и лишайников. Открыт в 1739 франц. экспедицией Буве де Лозье.

БУВИН (Bouvines), насел, пункт в сев. -вост. Франции (деп. Нор), около к-рого 27 июля 1214 войска франц. Короля Филиппа II Августа (пешее ополчение городов сев. Франции и рыцарская конница) разбили армию герм, императора Оттона IV, состоявшую из герм, войск, отрядов ряда франц. феодалов (графов Р. Бульонского, Ф. Фландрского и др. ) и англ, лучников. Решающую роль в бою сыграла тяжёлая франц. конница. Победа при Б. укрепила власть франц. короля; завоёванные ранее обл. Нормандия, Мен, Анжу и др. отошли к Франции.

БУГ, Буг Западный, река в СССР и Польше (на значительном протяжении пограничная), правый приток Вислы. Длина 831 км, пл. басе. 73 470 км2. Берёт начало с Подольской возвышенности в пределах Львовской обл. УССР. Течёт по восточной окраине Люблинской возв. и Подлясе. Высокое весеннее половодье и осенние дождевые паводки. В зимнее время нередки паводки, вызванные оттепелями. Наиболее многоводна в марте - апреле, наименее - обычно в сентябре. Замерзает в конце декабря, вскрывается во 2-й пол. марта. Из притоков наиболее важны: р. Мухавец, соединённая Днепровско-Бугским каналом с р. Пина (приток Припяти), принадлежащей к системе Днепра, и р. Нарев, приток к-рой р. Бебжа через р. Нетта соединена Августовским каналом с р. Чарна-Ганьча, впадающей в р. Неман. Судоходца на протяжении 315 км от устья. На Б. - гг. Брест, Сокаль, Червоноград, Каменка-Бугская, Буек.

БУГ ЮЖНЫЙ, река на Ю. -З. УССР; см. Южный Буг.

БУГА Казимир (6. 11. 1879, Пажегей, Зарасайский р-н,-2. 12. 1924, Кенигсберг), литовский языковед. Окончил Петерб. ун-т. Проф. Томского (1919-20) и Каунасского (с 1922) ун-тов. Специалист по балт. и слав, языкам. Изучал ист. грамматику и этимологию литов. языка, проблемы заимствований из соседних языков в литовский, а также вопросы рус. и вообще слав, этимологии. Внёс серьёзный вклад в исследование связи балт. языков с др. индоевроп. языками. Соч. : Rinktiniai rastai, t. 1 - 3, Vilnius, 1958-62. Лит.: МажюлисВ., К. Буга, всб. : Вопросыславянскогоязыкознания, в. 3, М., 1958; В u t ё n a s I. ir Кгиор a s I., Kalbi-ninkas Kaziemieras Buga, Vilnius, 1955.

БУГАЕВ Николай Васильевич [2(14). 9. 1837, с. Душети, ныне Душетский р-н Груз. ССР,-29. 5(11. 6). 1903, Москва], русский математик. Отец писателя А. Белого. С 1866 проф. Моск. ун-та. Большая часть многочисл. матем. работ Б. относится к анализу и теории чисел. Б. - один из создателей Моск. матем. об-ва (президент с 1891) и его органа-"Математический сборник", где опубл. осн. труды Б. Лит..'Юшкевич А. П., История математики в России до 1917 года, М., 1968.

БУГАЁВКА, посёлок гор. типа в Перевальском р-не Ворошиловградской обл. УССР, нар. Белой (басе. Дона), в 12 км от ж. -д. ст. Коммунарск. 10,3 тыс. жит. (1969). Комбинат строит, материалов. Вблизи Б. - добыча кам. угля и строит, камня.

БУГАНДА (Buganda), гос-во в Африке, существовавшее в юж. части совр. Уганды, по-видимому, с 15 в. Этнич. основу Б. составлял народ баганда. До конца 18 в. Б. находилась в зависимости от гос-ва Уньоро (Буньоро). В 19 в., особенно в годы правления Мутесы I (правил ок. 1860-84), Б. стала могущественным гос-вом; к сер. 19 в. она подчинила гос-ва Уньоро и Анколе. В 18 в. в Б. начала складываться феод. зем. собственность. Существовало также рабство, носившее патриархальный характер. Основную массу населения составляли свободные крестьяне-общинники (батака). Кроме того, существовали категории зависимого населения, нёсшие определ. повинности в пользу феодалов. Осн. занятием населения было земледелие; высокого развития достигли ремёсла. Правитель Б. (кабака) был также верховным военачальником, верховным судьёй и жрецом. Он распоряжался всеми землями. При нём существовал Совет (люкико) во главе с председателем (катикиро). Б. делилась на провинции во главе с наместниками (басаза). Видную роль играло жречество. В 1890 Б. вошла в состав англ, владений. С 1900 стала частью протектората Уганда. После получения Угандой независимости (1962) Б. пользовалась нек-рой автономией. В 1963 кабака Мутеса II был избран первым президентом Уганды. В февр. 1966 кабака, возглавивший оппозицию феод. -бурж. верхушки силам нац. прогресса, был смещён с поста президента. В мае 1966 в Б. вспыхнул мятеж реакц. элементов, к-рый был подавлен. Мутеса II бежал в Англию. Принятая в сент. 1967 новая конституция Уганды провозгласила Уганду унитарной республикой и лишила Б. авт. статута. Лит.: Rоsсое J., The Baganda. An account of their native customs and beliefs, L., 1911; Irstam Т., The king of Ganda, Stockh., 1944. А. С. Орлова.

БУГЕЛЬ (от голл. beugel), 1) металлич. кольцо на верхнем конце сваи, предохраняющее её от разрушения при забивании. 2) Вставка токоприёмника (напр., электровоза), скользящая по контактному проводу и снимающая с него ток. 3) Металлич. кольцо на мачте корабля для крепления снастей.

БУГЕНВИЛЛЕЯ (Bougainvillea), род южноамер. растений сем. ночецветных. Невысокие деревья или чаще кустарники - ползучие, лазящие или цепляющиеся (лианы). Листья очередные, цельнокрайные. Цветки небольшие, малозаметные, заключённые в широкие яркие кроющие листья (прицветники), к-рые определяют декоративную ценность Б. Ок. 15 видов. В культуре встречаются гл. обр. 2 бразильских вида: Б. голая (В. glabra) и Б. замечательная (В. spectabilis), легко размножающиеся черенками, быстро растущие. В СССР Б. разводят на юге в садах, севернее - в оранжереях и комнатах.

БУГЕНВИЛЬ (Bougainville) Луи Антуан де (11. 11. 1729, Париж,-31. 8. 1811, там же), французский мореплаватель. В 1763-65 исследовал Фолклендские о-ва. В 1766-69 на кораблях "Будёз" и "Этуаль" возглавлял первую франц. кругосветную экспедицию, во время к-рой открыл (1768) в Тихом ок. несколько островов в архипелаге Туамоту и Луизиада. Повторно открыл Соломоновы о-ва, достигнутые уже в 1568 испанцем А. Менданья (к-рые с того времени не удавалось обнаружить). Б. посетил о-ва Шуазёль и позднее названный его именем о. Бугенвиль в группе Соломоновых о-вов. Своё плавание, к-рое непосредственно предшествовало кругосветному путешествию Дж. Кука, Б. описал в кн. "Кругосветное путешествие на фрегате „Будёз" и транспорте „Этуаль" в 1766-69 годах" (1771, рус. пер. 1961).

БУГЕНВИЛЬ (Bougainville), вулканич. остров в Тихом ок., самый крупный в группе Соломоновых о-вов. Входит в подопечную терр. Австралии - Новая Гвинея. Пл. 10 тыс. км2. Нас. 71,7 тыс. чел. (1966). Горист; вые. до 3123 м (вулкан Балби). Влажноэкваториальные леса. Выращиваются кокосовая пальма, бананы. Месторождения олова. Добыча золота. Назван в честь франц. мореплавателя Л. А. Бугенвиля.

БУГЕНВИЛЬ (Bougainville), глубоководная впадина у юго-зап. подножия о. Бугенвиль (Соломоновы о-ва) в Тихом ок. Дл. ок. 300 км. Глуб. до 9140 м. На С. -З. соединяется под углом ок. 70° с Новобританской впадиной. Б. находится в числе немногих глубоководных впадин, к-рые расположены не с внеш. океанич., а с внутр. стороны островной дуги.

БУГЕР, Буге (Bouguer) Пьер (16. 2. 1698, Ле-Круазик, Бретань,- 15. 8. 1758, Париж), французский физик, один из основателей фотометрии. Чл. Французской АН в Париже (1731). В возрасте 15 лет, после смерти отца, заменил его в должности проф. гидрографии. Б. впервые установил понятие количества света, сформулировал осн. положение визуальной фотометрии (принцип градации света), описал фотометрич. приборы, разработал способы измерения яркости света. В 1729 установил закон ослабления пучка света в поглощающей среде (см. Бугера - Ламберта - Бера закон). Автор работ "Трактат о корабле" (1746) и "Новое сочинение по навигации, содержащее теорию и практику штурманского искусства" (1753), имевших большое значение для развития корабельного дела. В 1735-43 возглавлял вместе с III. M. Кондамином организованную Франц. АН экспедицию по проведению градусных измерений в Перу с целью определения формы Земли. Соч. в рус. пер. : Оптический трактат о градации света, М. - Л., 1950 (имеется библ. работ Б. ).

БУГЕРА - ЛАМБЕРТА - БЕРА ЗАКОН, определяет постепенное ослабление параллельного монохроматич. (одноцветного) пучка света при распространении его в поглощающем веществе. Если мощность пучка, вошедшего в слой вещества толщиной l, равна l0, то, согласно Б.- Л.- Б. з., мощность пучка при выходе [423e3c_411-1.jpg""98""98""98""98""98""98""98""98""98""98""15]из слоя где [423e3c_411-2.jpg""12""12""12""12""12""12""12""12""12""12""11]- удельный показатель поглощения света, рассчитанный на единицу концентрации с вещества, определяющего поглощение; [423e3c_411-3.jpg""14""14""14""14""14""14""14""14""14""14""10]зависит от природы и состояния вещества и от длины волны проходящего излучения. Б.-Л.- Б. з. открыт франц. учёным П. Бугером в 1729, подробно рассмотрен нем. учёным И. Г. Ламбертом в 1760 и в отношении концентрации с проверен на опыте нем. учёным А. Бером (A. Beer) в 1852. Утверждение, что и - постоянная величина, имеет приближённый характер. При больших изменениях концентрации в газах и растворах и обычно начинает изменяться вследствие физико-химич. взаимодействий молекул. В начале 20 в. сов. учёный С. И. Вавилов экспериментально проверил независимость величины [423e3c_411-4.jpg""20""20""20""20""20""20""20""20""20""20""12]от мощности светового пучка в широких пределах её изменения - от очень больших значений, соответствующих собранным при помощи линзы прямым солнечным лучам, до ничтожных значений, еле различимых привыкшим к темноте глазом. Оказалось, что во всех этих условиях [423e3c_411-5.jpg""23""23""23""23""23""23""23""23""23""23""12]остаётся практически постоянным. Однако, как указал Вавилов, квантовая природа света и конечная (хотя и очень малая) длительность возбуждённого состояния молекул должны привести к тому, что при огромных мощностях светового пучка значит, часть всех молекул окажется в возбуждённом состоянии и поглощение света уменьшится. Предсказание Вавилова подтвердилось на опыте для большого числа веществ при плотностях мощности излучения, создаваемых оптич. квантовыми генераторами (лазерами).

Лит.: Бугер П., Оптический трактат о градации света, пер. [с франц.], М., 1950; Вавилов С. И., О независимости коэффициента поглощения света от яркости, Собр. соч., т. 1, М., 1954; его же, Следствия независимости коэффициента поглощения света от яркости, "Изв. физического ин-та при Московском научно-исследовательском ин-те", 1920, т. 1, в. 3; Вавилов С. И. и Галанин М. Д., Излучение и поглощение света в системе индуктивно связанных молекул, "Докл. АН СССР", 1949, т. 67, в. 5.

БУГИ, народ в Индонезии. Вместе с родственными им макассарамы населяют юго-зап. р-ны о. Сулавеси. Численность ок. 3 млн. чел. (1967, оценка). Говорят на бугийском языке; с 14-15 вв. имели свою письменность, фольклор, лит-ру. Религия - ислам, но сохраняются пережитки анимистических и индуистских верований. Осн. занятия - земледелие (рис, кукуруза, сах. тростник и др. ), отчасти животноводство (буйволы, лошади, коровы, козы, овцы), мор. и речное рыболовство, различные ремёсла, торговля. Лит.: Народы Юго-Восточной Азии, М., 1966.

БУГИЙСКИЙ ЯЗЫК, язык бугов, один из индонезийских языков. Распространён на Ю. -З. о. Сулавеси, за исключением его крайней юго-зап. части, и в других районах Индонезии, где расселены значительные группы бугов. Число говорящих на Б. я. ок. 3 млн. чел. (1967). Вместе с макассарским яз. и диалектами центр, части Сулавеси Б. я. входит в южносулавесийскую подгруппу индонез. языков. В течение неск. веков применялся бугийскомакассарский алфавит (инд. происхождения). Ныне предпочтение отдаётся лат. алфавиту. Письменные памятники Б. я. до 17 в. неизвестны. В 17-19 вв. на Б. я. существовала одна из самых богатых региональных лит-р Индонезии, включавшая огромные циклы эпич. поэм (напр., "Ла Галиго"), ист. рассказы и поэмы, хроники княжеств, юрид., религ. произв. Разнообразен фольклор. В традиц. формах лит-ры Б. я. обнаруживает значит, стилистич. дифференциацию. Совр. лит-ра не получила развития. Б. я. исследован весьма слабо. Осн. работы, выполненные в 60-80-е гг. 19 в., принадлежат голл. миссионеру Б. Ф. Маттесу. Лит.:Matthes В. F., Boegineschespraakkunst, 's-Gravenhage, 1875; Brand-stetterR., SprachvergleichendesCharak-terbildeinesindonesischenIdiomes, Luzern, 1911; NoorduynJ., Henachttiende-eeuwsekroniekvanWadjo', 's-Gravenhage, 1955.,

Ю. X, Сирк.

БУГОР ПУЧЕНИЯ, куполообразное возвышение земной поверхности, не превышающее 30-40 м в высоту и 300-400 м в диаметре основания. Б. п. встречаются как одиночно, так и группами в области распространения многолетнемёрзлых горных пород. Возникают при пучении горных пород вследствие локального накопления в них льда, обычно в понижениях рельефа. Существуют сезонные и многолетние Б. п. ; по механизму льдонакопления разделяются на собственно бугры и гидролакколиты - Б. п. с ледяным ядром. Местные назв. Б. п. : "булгуннях" (якут. ), "седе" (ненецкий), "пинго" (амер. ) и др.

БУГОРЧАТКА, устаревшее название туберкулёза.

БУГРИМОВА Ирина Николаевна (р. 13. 3. 1910, Харьков), советская цирковая артистка, дрессировщица, нар. арт. СССР (1969). Чл. КПСС с 1951. Первая в СССР женщина-дрессировщица хищных зверей. Артистич. деятельность начала в 1929 в номере "Полёт на санях из-под купола цирка" (создан совм. с А. Н. Буслаевым). С 1939 работает как дрессировщица в аттракционах с дрессированными львами. Награждена орденом "Знак Почёта" и медалью. Портрет стр. 84. Соч. : Моя профессия, М., 1957.

БУГРИСТЫЕ ПЕСКИ, пески, скапливающиеся близ кустарников в виде холмов округлой или удлинённой формы. Различают сыпучие Б. п. ("к ученые п е с к и", или чагыл), образующиеся около кустов Nitraria (вые. до 1,5 м), и уплотнённые бугры (туркм. -томмок, узб. - чоколак) - у кустов Tamarix (вые. до 10-14 м). Б. п. развиты особенно широко в пустынях Центр. Азии, преим. на нижних окраинах подгорных равнин, в рнах залегания (на глуб. 3-5 м) пресных и солоноватых грунтовых вод. Ранее Б. п. наз. все формы рельефа полузаросших песков.

БУГРЫ ПРИКУСТОВЫЕ, бугры вегетативные, отдельные скопления песка и пыли, образующиеся вокруг кустов в пустынях (в частности, вокруг саксаула в Ср. Азии) и достигающие высот 50-70л. Нарастание Б. п. происходит вследствие торможения кустом ветро-песчаного потока. Опадание во время зимнего сезона зелёных побегов, ведущее к концентрации у Б. п. сульфата натрия, соды и др. солей, вызывает уплотнение песка. После гибели кустов долго сохраняются плотные т. н. "могильниковые бугры", медленно развеваемые ветром.

БУГСКОЕ КАЗАЧЬЕ ВОЙСКО, войско, располагавшееся по р. Юж. Буг. В 1769 был сформирован полк измолдаван, валахов и болгар, перешедших на сторону России во время рус. -тур. войны 1768-74, после к-рой полк был поселён на р. Юж. Буг. В 1788 полк вошёл в состав Екатеринославского казачьего войска (расформировано в 1796), нёс пограничную службу. В 1800 расформирован, но в 1803 создано Б. к. в., выставлявшее 3 пятисотенных полка. В 1817 вошло в состав воен. поселений и было объединено с 2 укр. полками в Бугскую уланскую дивизию.

БУГУЛЬМА, город в Тат. АССР. Расположен при впадении р. Бугульминка в р. Зай (басе. Волги). Ж. -д. станция на линии Ульяновск - Уфа. 76 тыс. жит. (1969; в 1939-25 тыс. жит. ). Б. - крупный центр нефтедобывающей промышленности Татарии. Заводы: механич., "Нефтеавтоматика", сан. -технич. изделий, железобетонных изделий, по ремонту электротехнич. оборудования, кирпичный; мебельная фка. Развита пищевая пром-сть (мясной, молочный, мельничный комбинаты, пивовар, и ликероводочный з-ды). Н. -и. нефтяной ин-т. Общетехнич. ф-т Казанского инж. -строит. ин-та. Индустриальнопедагогич. техникум, мед. училище. Музеи: краеведч. и Ярослава Гашека. Б. осн. в 1736, город - с 1781.

БУГУЛЬМИНСКАЯ ОПЕРАЦИЯ 1919, см. Контрнаступление Восточного фронта 1919.

БУГУЛЬМИНСКО - БЕЛЕБЕЕВСКАЯ ВОЗВЫШЕННОСТЬ,плоскоступенчатая, водораздельная возвышенность (вые. 200-400 м) междуречья pp. Белой, Камы и Волги (в пределах Тат. АССР, Башк. АССР, Куйбышевской и Оренбургской обл. РСФСР). Сложена известняками, песчаниками и глинами; встречаются карстовые провалы и пещеры. Глубокие долины рек расчленяют возвышенность на ряд увалов. Преобладают лесостепные и степные ландшафты. Месторождения нефти Волго-Уралъской нефтегазоносной области.

БУГУНЬ, река в Чимкентской обл. Казах. ССР. Дл. 164 км, пл. басе. 4680 км/. Берёт начало на юго-зап. склонах хр. Каратау от слияния pp. Улькен-Бугунь и Бала-Бугунь. Впадает в оз. Кум-коль, не доходя до Сырдарьи. Питание снеговое. У с. Бугунь-водохранилище (пл. 63 км2). Воды идут на орошение.

БУГУРУСЛАН, город, центр Бугурусланского рна Оренбургской обл. РСФСР. Расположен на р. Б. Кинель (басе. Волги), у впадения в неё р. Мочегай. Ж. -д. ст. на линии Куйбышев - Уфа. 49 тыс. жит. (1968). Один из центров нефтегазовой пром-сти Волго-Уральского нефтегазоносного рна; нефть на терр. города открыта в 1936. Значит, пункт по заготовке, хранению и переработке продукции с. х-ва. Мебельная и швейная ф-ки, мелькомбинат и мясокомбинат. З-ды: радиаторный, железобетонных изделий. Нефтяной и с. -х. техникумы, лётное, мед. и пед. училища. Драматич. театр. Краеведч. музей. Город возник в 1781 на месте небольшого селения.

БУГУРУСЛАНСКАЯ ОПЕРАЦИЯ 1919, см. Контрнаступление Восточного фронта 1919.

БУДАГОВ Рубен Александрович [р. 23. 8(5. 9). 19Ю, Ростовна-Дону], советский языковед, специалист в области общего и романского языкознания и филологии. Чл. -корр. АН СССР (1970). Окончил Ростовский педагогич. ин-т (1933). Проф. Ленингр. (1947-52) и Моск. (с 1952) ун-тов. Награждён орденом Трудового Красного Знамени и медалями. Соч. : Этюды по синтаксису румынского языка, М., 1958; Введение в науку о языке, 2 изд., М., 1965; Проблемы изучения романских литературных языков, М., 1961; Сравнительносемасиологические исследования. Романские языки. М., 1963; Литературные языки и языковые стили, М., 1967; Проблемы развития языка, М. - Л.. 1965. Лит.: Степанов Г. В., Р. А. Будагоз (60-летие со дня рождения), "Научные доклады высшей школы. Филологические науки", 1970, № 5.

БУДАЙ-ДЕЛИНУ (Budai-Deleanu) Ион (ок. 1760, с. Чигмэу, Трансильвания,- 24. 8. 1820, Львов), румынский поэт. Творчество Б. связано с т. н. латинской, или трансильванской, школой, выражавшей в 1-й период своего развития стремление румын к нац. самоутверждению в условиях Австрийской империи. В 1875-76 в журн. "Бучумул ромын" ("Buciumul Roman") опубл. его осн. произв. - "героикокомикосатирическая" поэма "Цыганиада", гл. идея к-рой - утверждение равенства всех людей независимо от происхождения. Соч. : Tiganiada (cu studiu de P. Cornea), 2 ed., v. 1-2, [Buc., 1958]; врус. пер. - Цыганиада [отрывок], в кн. : Антология румынской поэзии, М., 1958. Лит. :ProtppopescuL., Noicontri-bufciilabiografialuiI. Budai-Deleanu. Do-cumente inedite, Buc., 1967. Ю. А. Кожевников.

БАДАКАЛАС (Budakalasz), грунтовой могильник баденской, или печельской, культуры (см. Баденская культура), открытый в 1952 близ Будапешта. Вскрыто более 550 могил. Преобладают трупо-положения, но есть трупосожжения и кенотафы. Инвентарь: миски с 2 отделениями, кувшинчики, челнообразные кам. топоры, медные шилья, бусы и раковины Dentalia. Уникален 4-угольный сосуд, к-рый вместо обычных 4 ножек имеет 4 колеса (древнейшее свидетельство о существовании повозки в Ср. Европе). Датируется 3-м тыс. до н. э. Лит.: BannerJ., DiePecelerKultur, в сб. : ArchaeologiaHungarica,seriesnova, t. 35, Bdpst, 1956.

БУДА-КОШЕЛЁВО, посёлок гор. типа, центр Буда-Кошелёвского рна Гомельской обл. БССР. Ж. -д. ст. (Буда-Коше-лёвская), на линии Гомель - Жлобин. 7,2 тыс. жит. (1969). Плодоовощной, маслосыродельный, хлебный з-ды. Техникум механизации с. х-ва.

БУДАПЕШТ (Budapest), столица, политич., экономич. и культурный центр Венгерской Народной Республики (ВНР). Б. занимает центральное ключевое географич. положение в стране - на обоих берегах Дуная в том месте, где река вырывается из гор на Среднедунайскую низменность. Климат умеренный континентальный. Ср. темп-pa января от О до -3°С, абс. минимум до -30°С; темп-pa июля 21 "С, 22°С, абс. максимум до 37°С. Б. -крупнейший город в социалистич. странах зарубежной Европы. Пл. 525 км2. Нас. ок. 2 млн. чел. (1970; ок. 200 тыс. чел. в 1850, 861 тыс. в 1900, 1712 тыс. в 1961).

Городское управление. Б. - адм. ц. медье Пешт, выделен в самостоят, адм. единицу. Город респ. подчинения. Органом власти является гор. совет, избираемый депутатами районных советов сроком на 4 г. Исполнит. орган совета - исполнит, комитет, избираемый гор. советом. Б. разделён на гор. районы, органы власти в к-рых - районные советы, избираемые населением на 4 г. Каждый районный совет избирает исполнит, комитет.

Историческая справка. Б. состоит из 3 исторически сложившихся частей - Пешта, Буды и Обуды, в янв. 1872 объединённых в один город. На месте Буды и Обуды, к-рые, как и Пешт, впервые упоминаются в 1148, в древности было поселение кельтов, затем в 1-4 вв. рим. поселение Аквинкум. Ко времени появления венгров (ок. 895) на терр. Пешта существовали (до 10 в. ) слав, поселения. В 11-13 вв. Пешт был значит, торг, центром. В 1241 Буда, Обуда и Пешт были разрушены монголо-тат. завоевателями. С 1242 Буда-столица, с 1350 постоянная резиденция венг. королей. В 1541-1686 Буда, Обуда и Пешт находились под властью турок, с нач. 18 в. под властью Габсбургов. Население Буды и Пешта сыграло большую роль в Венг. революции 1848-49. После образования в 1867 на основе соглашения между Габсбургской династией и венг. магнатами Австро-Венг. монархии Б. стал столицей Венгрии. С кон. 19 в. Б. - центр рабочего революц. движения. Был столицей Венгерской советской республики 1919. В марте 1944 оккупирован нем. фаш. войсками, освобождён Сов. Армией 13 февр. 1945. Б. подвергся сильным разрушениям в годы 2-й мировой войны и частично во время контрреволюц. мятежа 1956. К 1960 полностью восстановлен. В состав Б. в 1949 были включены пригороды: Чепель, Уйпешт, Кишпешт, Будафок и др.

Экономика. По совокупности ж. -д. (10 лучей), автомоб. (8 шоссе), водных и возд. (аэропорт Ферихедь) коммуникаций Б. - один из крупнейших европ. трансп. узлов. Б. -важнейшая база социалистич. индустриализации страны. Здесь сосредоточено примерно 600 тыс. рабочих, занятых на 1700 предприятиях. За 1950-65 абс. число пром. рабочих увеличилось, хотя всё более снижается чрезмерно большая доля столицы в промышленности страны (55% всех занятых в 1950, 45% в 1960, 41% в 1965, ок. 40% в 1969). В Б., наряду с преобладанием высококвалифицированных, гл. обр. новых, отраслей пром-сти (электротехника, приборостроение, тонкое и ср. машиностроение, тонкая химия, конфекционное дело, полиграфия и т. д. ), развиты т. н. старые отрасли (пищ. пром-сть, чёрная металлургия, основная химия, а также текст. пром-сть). Особенно значителен уд. вес Б. в машиностроении (почти 60% всех занятых в этой отрасли в целом по стране; св. 80% занятых в приборостроении и более 70% занятых в электротехнике и электронике), в текст, и хим. пром-сти (ок. 60% всех занятых в этих отраслях в стране). В металлопромышленности города, дающей ок. 1/2 всей его пром. продукции, преобладают транспортное машиностроение (комбинат "Ганц-Маваг" выпускает дизельные поезда, суда, автобусы марки "Икарус", грузовики и мотоциклы) и электротехника как слабых токов (особенно выпуск телефоннотелеграфного оборудования, радиоламп и электровакуумных аппаратов на з-де "Эдьешюльт-Иззо"), так и сильных токов (трансформаторы, генераторы, моторы и т. д. ). Характерно быстрорастущее приборостроение; сильно расширено станкостроение. В текст, (прежде всего хлопчатобум. ) и швейной пром-сти занято ок. 17% индустриальных рабочих Б. Весьма разнообразен состав пищ. (му-ком., мясоконсервной, плодоконсервной) индустрии (7% всех занятых). Имеется произ-во фармацевтич., резиновых изделий, кислот, минеральных удобрений и т. д. Завершено (1970) стр-во линии метро Восток - Запад. И. М. Маергойз.

Планировка и архитектура. Дунай делит Будапешт на две части. Часть столицы, расположенная по правому берегу Дуная,- холмистая Буда. Здесь находятся самая высокая точка города - гора Яношхедь (529 м). Крепостная гора, гора Геллерт. Увенчивающий гору Геллерт памятник Освобождения (вые. 36 м; 1947, скульптор Ж. Кишфалуди-Штробль) доминирует в силуэте столицы. Левобережная часть Б. - равнинный Пешт. Воды Дуная в пределах городской черты омывают несколько островов: на С. - о. Сентэндре, далее к Ю. - группу мелких о-вов, в числе к-рых о. Маргит (с парком, гостиницей, плавательным бассейном) - излюбленное место отдыха горожан; на крайнем Ю. - о. Чепель. Берега Дуная соединены 8 мостами (в т. ч. "Цепной", 1839-49, инж. У. Т. и А. Кларк, скульптор Я. Маршалько: "Эржебет", 1897-1903, разрушен в 1944-45, восстановлен в 1955-65, арх. П. Шали). Буда с узкими улицами сохраняет черты ср. -век. города; в основе плана более позднего Пешта - 3 полукольца улиц, пересечённых радиальными магистралями. Среди архит. памятников Буды - остатки рим. поселения Аквинкума (1 - 4 вв., ныне музей), стен и башен крепости 13-17 вв., готические жилые дома (14 в. ) и церковь Богоматери (Матьяша; 13-15 вв. ), королевский дворец (13 -"- 18 вв., разрушен во время 2-й мировой войны, восстановлен в 1967), церковь св. Анны (1740-62, арх. К. Хамон, М. Непауэр, барокко), мавзолей Гюль-Баба и неск. турецких бань (16 в. ); в Пеште - Нац. музей (1837-47, арх. М. Поллак, классицизм), Оперный театр (1875-84, арх. М. Иоль), парламент (1884-1904, арх. И. Штейндль, неоготика). Многочисл. памятники, в т. ч. Тысячелетию Венгрии (1894-1929, скульптор Д. Зала). Для массовой застройки Б. кон. 19 - нач. 20 вв. характерны жилые дома галерейного типа. После 1945 осуществляется реконструкция Б., ведётся строительство жилых и обществ, сооружений (Народный стадион, 1948-53, арх. К. Давид; гостиницы "Будапешт", 1968, арх. Д. Срог, "Интерконтиненталь", 1970, арх. Я. Финта; и др. ). Будакалас. Глиняный сосуд в виде повозки.

Учебные заведения, научные и культурные учреждения. В Б. - ун-т им. Л. Этвеша (см. Будапештский университет), ин-ты: политехнич., мед., экономич. и др. ; Нац. венг. музыкальная академия им. Ф. Листа; Венг. академия наук (осн. в 1825), Дом техники, ряд н. -и. ин-тов. Библиотеки: Гос. бка им. Ф. Сеченьи (осн. в 1802), Гор. бка им. Э. Сабо (1904), университетская (1635), академическая (1826) и др. Музеи: Нац. музей (осн. в 1802), Нац. галерея (1957), Нац. музей естественной истории (1802), Музей изобразит, иск-в (1896) и др. Театры: Венг. оперный, Венг. нац. (драматич. ), Театр оперетты и др. Лит.: Ц а п е н к о М. П., Будапешт, М., 1958; Геллерт Д., Будапешт, пер. с венг., М., 1959; Венгрия 67, Будапешт, 1967. Илл. см. на вклейке, табл. VI. VII (стр. 48-49).

БУДАПЕШТСКАЯ ОПЕРАЦИЯ 1944- 1945, наступательная операция в ходе Великой Отечеств, войны, осуществлённая войсками 2-го и 3-го Укр. фронтов 29 окт. 1944-13 февр. 1945. Б. о. началась в обстановке кризиса гитлеровской коалиции, когда под ударами сов. войск вынуждены были выйти из коалиции с фаш. Германией Румыния, Болгария и Финляндия, а сов. войска достигли границ Вост. Пруссии и р. Висла. На юж. крыле сов. -герм, фронта войска 2-го и 3-го Укр. фронтов развивали наступление на белградском и будапештском направлениях. 2-й Укр. фронт (5сов. и 2 рум. общевойсковых, 1 танк, и 1 возд. армии, всего 40 стрелк. дивизий, 2укрепл. района, 3 танк., 2 механизированных, 3 кав. корпуса и 1 танк, бригада) под команд. Маршала Сов. Союза Р. Я. Малиновского к началу Б. о. вышел на рубеж Чоп, Польгар, вост. берег р. Тиса до Тисауга и далее до Байи. Против него действовала нем. фаш. группа армий "Юг" (ген. -полк. И. Фриснер) в составе 35 дивизий, в т. ч. 9 танк, и моторизованных и 3 бригады. Войска 3-го Укр. фронта под команд. Маршала Сов. Союза Ф. И. Толбухина, завершив Белградскую операцию 1944, перегруппировывались в Венгрию для участия в Б. о. Времени на подготовку Б. о. 2-й Укр. фронт не имел, она началась 29 окт., на 2-й день после завершения Дебреценской операции 1944 силами лишь 46-й армии, усиленной 2 механизированными корпусами. По указанию Ставки Верх. Главнокомандования эта группировка нанесла фронтальный удар с целью овладения Будапештом, но сил для этого оказалось недостаточно и задача не была выполнена. Наступление на Будапешт было приостановлено, на др. участках фронта оно продолжалось до конца ноября с переменным успехом. В начале декабря снова была предпринята попытка разгромить будапештскую группировку противника силами центра и юж. крыла фронта. В результате наступления войска 2-го Украинского фронта вышли к Дунаю севернее и Северо-западнее^ Будапешта, отрезав пути будапештской группировке противника на С. Войска 3-го Украинского фронта (3 сов. и 1 болг. общевойсковые и 1 возд. армии, всего 31 стрелк. дивизия, 1 укрепл. район, бригада мор. пехоты, 1 кав., 1 танк, и 2 механизированных корпуса) к этому времени форсировали р. Дунай, вышли сев. -восточнее оз. Балатон и создали условия для совместных действий со 2-м Укр. фронтом по завершению окружения и разгрома противника в р-не Будапешта. 10-20 дек. войска обоих фронтов готовились к наступлению (директива Ставки 12 дек. ), замысел к-рого состоял в том, что войска обоих фронтов должны были совместными ударами с С. -В., В. и Ю. -З. завершить окружение и разгром будапештской группировки и овладеть Будапештом. К началу наступления в составе войск 2-го Укр. фронта насчитывалось 39 стрелк. дивизий, 2 укрепл. района, 2 кав., 2 танк., 2 механизированных корпуса и 13 рум. дивизий. 3-й Укр. фронт оставался в прежнем составе. Противостоящие сов. войскам нем. фаш. группы армий "Юг" и часть сил группы "Ф" насчитывали 51 нем. и венг. дивизию и 2 бригады (в т. ч. 13 танк, и моторизованных дивизий и 1 бригаду). Начав 20 дек. наступление, сов. войска прорвали оборону противника севернее и юго-западнее Будапешта и развивая успех, 26 дек. завершили окружение будапештской группировки. Чтобы избежать излишних жертв среди населения и разрушения города, сов. командование направило 29 дек. окружённому гарнизону ультиматум о капитуляции, но фаш. командование приказало расстрелять сов. парламентёров. После этого начались ожесточённые бои по ликвидации 188-тыс. гарнизона, к-рые продолжались в течение янв. и 1-й пол. февр. 1945. В ходе Б. о. в янв. 1945 войска 3-го Укр. фронта, усиленные частями и соединениями из 2-го Укр. фронта, отразили 3 сильных контрудара нем. фаш. войск, пытавшихся деблокировать окружённую в Будапеште группировку. Этим объясняется затяжка боёв за Будапешт. В боях за Будапешт вместе с сов. войсками отважно сражался венг. добровольный Будайский полк под команд. О. Варихази. 13 февр. сов. войска полностью очистили столицу Венгрии от противника, 138 тыс. солдат и офицеров было взято в плен. Успешное завершение Б. о. резко изменило всю стратегич. обстановку на юж. крыле сов. -герм, фронта и позволило развить глубокий охват всего юж. фланга нем. фаш. войск. Была создана угроза коммуникациям балканской группировки противника, к-рый был вынужден ускорить отвод своих войск из Югославии. Войска 2-го и 3-го Укр. фронтов полу чили возможность развивать действия в Чехословакии и на венском направлении. Освобождение сов. войсками Венгрии сорвало планы реакц. кругов США и Великобритании сохранить в Венгрии бурж. строй и открыло перед венг. народом путь к подлинной демократии и возможность самому решать вопрос об обществ, строе. Лит.: История Великой Отечественной войны Советского Союза 1941 - 1945, т. 4, М., 1962; Будапешт - Вена - Прага, М., 1965; Минасян М., Освобождение народов Юго-Восточной Европы, М., 1967; Малахов М. М., Освобождение Венгрии и Восточной Австрии, М., 1965. М. М. Малахов.

БУДАПЕШТСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ им. Лоранда Этвеша, крупнейшее высшее уч. заведение Венгрии. Осн. в 1635 архиепископом Петером Пазма-нем как духовный ун-т в г. Тырнавия на базе иезуитского коллегиума, существовавшего с 1561. С 1773 Б. у. стал светским уч. заведением. В 1777 был переведён в Буду, а в 1784 - в Пешт. Большое развитие университет получил после установления социалистич. строя в Венгрии. В 1948 в университете был организован факультет естественноматематич. наук. В 1950 католич. теологич. ф-т был отделён от университета. При университете создан ряд науч. ин-тов. С 1949 Б. у. носит имя выдающегося венг. учёного-физика Л. Этвеша (1848-1919), к-рый учился и преподавал в нём. В 1969170 уч. г. в Б. у. было 3 ф-та: политич. наук и права, естественноматематич. наук, гуманитарных наук. В 1969170 уч. г. в ун-те обучалось ок. 8 тыс. студентов, работало св. 800 преподавателей. При ун-те имеются: ботанич. сад, биолого-эксперимент, станция. Библиотека университета (осн. 1635) насчитывала (1969) св. 1,2 млн. тт. В. 3. Клепиков.

БУДДА (санскр. Буддха, букв. - просветлённый), в буддийской религии существо, достигшее наивысшей святости. В буддийском пантеоне насчитывается множество будд. В более узком значении Б. - эпитет Сиддхартхи Гаутамы, являющегося, согласно буддийской традиции, основателем буддизма и жившего с 623 по 544 до н. э. или на 60 лет позже. Буддийские предания рассказывают о том, что он происходил из царской семьи в роде Готамы (отсюда его родовое имя - Гаутама), из племени шакьев, обитавшего в Сев. Индии на юж. границе еовр. Непала (отсюда одно из его прозвищ Шакья-Муни - отшельник из шакьев). В возрасте 29 лет Б. оставил семью и дом отца и после 7-летних скитаний, аскетич. подвигов и размышлений стал проповедником нового учения. См. ст. Буддизм и лит. при ней. г. ф. Ильин.

БУДДЕ Евгений Фёдорович [13(25). 12. 1859, дер. Георгиевка Елизаветградского у. Херсонской губ.,-1929, Казань], русский языковед, чл. -корр. АН (1916). Проф. Казанского ун-та (с 1894). Занимался гл. обр. проблемами диалектологии и истории рус. лит. языка. Соч. : К диалектологии великорусских наречий. Исследование особенностей рязанского говора, Варшава, 1892; К истории великорусских говоров. Опыт историкосравнительного исследования народного говора в Касимовском уезде Рязанской губернии, Казань, 1896; Лекции по истории русского языка, 2 изд., Казань, 1913; Основы синтаксиса русского языка, Казань, 1913.

БУДДИЗМ, одна из трёх мировых религий наряду с христианством и исламом. Б. возник в древней Индии в 6- 5 вв. до н. э. и в ходе своего развития разделился на ряд религиознофилософских школ. Основателем Б. считается индийский принц Сиддхартха Гаутама, получивший впоследствии имя Будды, т. е. пробуждённого, просветлённого. Б. появился в период, когда Индия, представлявшая собой конгломерат мелких монархия, гос-в (деспотий) и родоплеменных союзов, переживала процесс формирования единого гос-ва, закончившийся образованием в 4 в. до н. э. империи Маурьев. Происходило крушение сложившихся жизненных устоев, обострение противоречий между социальными группами, кастами, к-рые осложнялись пестротой этнич. состава населения. Кризисное состояние вызывало стремление к выходу из него, хотя бы в сфере нереального. Б. был ответом на эти искания. Явившись реакцией на брахманистскую религию и став в оппозицию к освящаемому брахманизмом кастовому строю, провозгласив равенство всех вне зависимости от касты, сословия, Б. универсальностью предложенного им пути к "спасению" приобрёл в период своего возникновения широкую популярность. В то же время своей социальной пассивностью, отрешённостью от конкретноисторич. ситуации Б. оказался приемлемым и для господствующих в обществе сил. Уже в первые столетия своего существования Б. разделился на 18 сект, разногласия между к-рыми вызвали созыв соборов - в Раджагрихе (ок. 477 до н. э. ), в Вайшали (ок. 367 до н. э. ), в Паталипутре (3 в. до н. э. ) и в Кашмире (2 в. н. э. ). Важнейшим событием в истории Б. было образование в период деятельности 2-го собора секты махасангхиков (сторонников "большой общины"), знаменовавшее начало раскола Б., к-рый привёл в нач. н. э. к разделению его на 2 крупнейшие ветви: хинаяну ("малая колесница", или "узкий путь") и махаяну ("большая колесница", или "великий путь"). В течение 1-5 вв. окончательно сформировались главные религиознофилос. школы Б. : в хинаяне - вайбхашики и саутрантики, в махаяне - йогачары, или виджняновадины, и мадхьямики. Сторонники хинаяны называют своё направление тхеравада Б. (букв. - учение старейших). Время расцвета Б. в Индии - сер. 1-го тыс. до н. э. - нач. 1-го тыс. н. э. Конец этого периода, совпавший с развитием индуизма; ознаменовался в истории Б. определённым стиранием его специфичности и сближением с индуизмом. Растворившись к 12 в. в индуизме на своей родине, Б. не исчез; проповедуемый монахами-миссионерами, в частности посланцами императора Ашоки (3 в. до н. э. ) - деятельного приверженца Б., он распространился по всей Юго-Вост. и Центр. Азии, захватив отчасти Ср. Азию и Сибирь. (В период с 3 в. до н. э. до сер. 1-го тыс. н. э. Б. утвердился на Цейлоне, в Индонезии и Индокитае; в первые века н. э. Б. начал проникать в Китай, Тибет, в 4-6 вв. - в Корею, Японию, в 16- 17 вв. - в Монголию, в 18 в. - в Бурятию. ) В юго-вост. странах утвердилась хинаяна, получившая назв. юж. Б. ; в северных - махаяна, ставшая известной под именем сев. Б. Уже в Индии махаяна испытала заметное влияние брахманизма и индуизма {веданты, и йоги). Столкнувшись же с условиями и культами сев. стран, махаяна дала начало различным течениям, переплетающимся с даосизмом в Китае, синтоизмом в Японии, местными натуралистическими верованиями в Тибете и т. д. В своём внутр. развитии разбившись на ряд сект, сев. Б. образовал, в частности, секту дзэн (возникла в 5 в. в Китае, кит. чань; в наст, время более всего распространена в Японии). В 5 в. появляется особое направление Б. - ваджраяна, параллельное индуистскому тантризму, под влиянием к-рого возникло новое направление Б. - ламаизм. Будучи исключительно восприимчивым к разнообразным идеологич. комплексам, Б., однако, сохранял неизменными свои центральные положения, превращая заимствования в составляющие своего учения, культа и мифологии. Религ. -филос. лит-pa Б. обширна и включает соч. на пали, санскрите, гибридном санскрите, сингальском, тибетском, бирманском, кхмерском, кит., япон. и др. языках. Большая часть хинаянской лит-ры входит в т. н. палийский канон-"Типитаку" (букв. "Три корзины"). Из неканонич. соч. школ хинаяны наибольшее значение имеют "Милинда-паньха", а также "Абхидхармакоша" Васубандху. К махаянской лит-ре, включавшей в санскритском переводе большую часть хинаянского канона, относятся, наряду с т. н. осн. махаянскими сутрами, такие источники, как "Махавасту", "Дивьявадана" ("Собрание божественных авадан"), "Лалитавистара", соч. Ашвагхоши (наиболее важное "Буддхачарита"), Арьяшуры ("Джатакамала", или "Гирлянда джатак"), Шантидевы и др. Умозрит. философия махаяны представлена множеством соч., из к-рых наиболее значительны соч. Нагарджуны ("Мадхьямикакарика") и Асанги. Все произв. махаянского и большая часть хинаянского канонов были переведены с санскрита (а иногда непосредственно с пали) на кит., затем и на тибет. яз. В Тибете эти переводы наряду со мн. оригинальными текстами составили два многотомных собрания - "Ганджур" и "Данджур". Особенностью буддийского учения является его практич. направленность. С самого начала Б. выступил не только против особого значения внешних форм религ. жизни, в частности ритуальности, но и против абстрактных спекуляций, характерных для концепций брахманизма, и выдвинул в качестве центральной проблему бытия личности. Осн. содержание буддийских книг - практич. доктрина "спасения", или "освобождения". Она изложена в учении о "четырёх благородных истинах": существует страдание, причина страдания, состояние освобождения от страдания, путь, ведущий к освобождению от страдания; короче - существует страдание и освобождение от страдания. С одной стороны, страдание и освобождение предстают как исключительно субъективное состояние, с другой стороны (особенно в системах развитых школ Б. )- как некая "реальность", имеющая и объективную (космическую) основу. Статуя Будды из Гандхары. 1 в. до н. э. Берлинский музей. Подчеркнув в качестве исходного положения, что вообще бытие - это страдание, Б. определяет страдание прежде всего не как переживание какого-то конкретного состояния, а как ожидание этого состояния, ожидание реального страдания, более того - ожидание эффектов самого этого ожидания: ощущений страха, тревоги и пр. Т. е. страдание в Б. выступает как состояние бесконечного беспокойства, как состояние общей нелёгкости, напряжённости, неудовлетворённости. В этом смысле страдание оказывается эквивалентом желания, которое считается в Б. психологич. причиной страдания. Буддийское представление о бытии как страдании усугубляется тем, что Б. принимает концепцию бесконечности перерождений (сансара). Смерть в Б., таким образом, не кара, не трагедия и не освобождение, а переход к новой жизни и поэтому - к новым страданиям. В основе интерпретации страдания как космич. реальности лежит представление о жизнедеятельности личности в связи с внеш. миром, в частности о психофизич. элементах этой жизнедеятельности, называемых дхармами. Дхармы вспыхивают, исчезают и появляются вновь, т. е. находятся в постоянном волнении, вызывая своей неустойчивостью ощущение страдания. Это вечное вспыхивание и исчезновение часто уподобляется в буддийской лит-ре горению пламени светильника с характерным для Б. подчёркиванием становления вместо ставшего, процесса - вместо субстанции. Следствием признания существования дхарм является отрицание Б. души как неизменной духовной сущности и отождествление человеческого "я" с совокупным функционированием пяти наборов дхарм, т. н. скандх: чувственное бытие организма в целом, эмоции, представления, кармические волевые импульсы (см. Карма) и сознание. Б. исходит из того, что цель неотделима от средства её осуществления. Поэтому в Б. освобождение прежде всего выражено в категориях пути, т. е. предстаёт как "правильное поведение" и "правильное знание". В Б. нет жёсткого канона поведения и по существу отрицается значение любой внеш. формы поведения. Особенно это положение подчёркнуто, напр., в раннем Б., дзэн и др. В нравств. плане это означает признание разнообразия и относительности нравств. норм, уравнение нравственнопротивоположных действий, отсутствие понятий ответственности и вины как чего-то абсолютного. Гл. чертами буддийской нравственности в её внешнем выражении являются терпимость, "текучесть"; это - мораль, всем равно помогающая и одновременно всем далёкая. В основе буддийской концепции поведения лежит сознание внутр. отдалённости субъекта всему, что его окружает. Б. считает удовольствие и добро не только равно необходимыми, но и равно не необходимыми (что отчасти выражено Б. в доктрине т. н. среднего пути, одинаково отвергающего погружение в чувств, удовольствия и умерщвление плоти). Его идеалом является человек, настолько занятый изменением своего внутреннего, психического бытия, что при этом не обязательно устранение обычных жизненных целей. Буддийский идеал поведения органически связан с представлением об истинном знании, гл. чертой которого является отсутствие направленности вовне (при общей отзывчивости на всё) и созерцание внутр. бытия. Одним из осн. средств преобразования психики и психофизиологии личности на пути к самоуглублению выступает практика буддийской йоги (дхьяны). Состояние совершенной несвязанности внешним и самоуглублённости есть освобождение, или нирвана В текстах развитого Б. это состояние означает прекращение жизнедеятельности личности, остановку волнения дхарм, переход их из состояния бытия проявленного в состояние непроявленного, истинного бытия. Утверждая, что нирвана есть определённое психич. состояние субъекта, Б., в отличие от многих инд. религ. и филос. систем, отрицает потусторонность освобождения от "этого мира". Нирвана выступает вместе с тем как своеобразный абсолют, причём в филос. аспекте абсолют в Б. описывается как шуньята (букв. - пустота), в религиозном - как дхармакая (органич. общность всего существующего), понимаемая как космич. тело Будды. По существу Б. утверждает лишь бытие психологич. процесса. Поскольку мир оказывается вовлечённым в "я" (не существует противопоставления "я" и мира), для Б. в строгом смысле не существует и противопоставления субъекта и объекта, духа и материи. Творч. началом, конечной причиной бытия выступает волевое решение "я", понимаемого как некая духовнотелесная целостность. (Даже ваджараяна, кажущаяся наиболее далёкой от осн. положений Б. и представляющая собой особую систему йогич. практики созерцания, в к-рую в качестве важнейшей части включён эзотерич. ритуал, служащий средством концентрации "духовной силы", основана на общем принципе Б. - утверждении особых потенциальных сил, таящихся в целостности духовнотелесного бытия человека. ) Филос. позицию Б. можно охарактеризовать как субъективноидеалистическую, однако внеш. мир при этом включён в субъект не только как факт сознания, но и как нечто реально существующее, хотя и не отчленённое от субъекта. Из неабсолютной значимости для Б. всего существующего безотносительно к субъекту следует вывод о неабсолютности божества. В Б. нет надобности в боге как творце, спасителе и проч., т. е. вообще как в безусловно верховном существе. И, наоборот, остаётся возможность признания "не высших" божеств. В буддийской концепции нет дуализма божественного и небожественного, бога и творения, бога и мира. Бог как высшее существо имманентен (внутренне присущ) достигшему освобождения человеку, что по существу означает тождественность человека богу. Направления и школы в Б. подчёркивают те или иные его отд. тенденции. В хинаяне учение о личном спасении принимает форму проповеди преим. личного совершенствования (идеал архата, т. е. лица, "достигшего освобождения"). Махаяна отвергла изолированное стремление только к личному освобождению. Вместо идеала архата она выдвинула идеал бодхисаттвы (букв, "тот, чья сущность - просветление")- существа, отказавшегося от перехода в нирвану во имя спасения всех других существ. В ходе своего развития Б. пришёл к признанию необходимости внеш. форм религ. жизни. Постепенно развивается сложный культ почитания Будды и различных бодхисаттв, непосредств. помощников в спасении. Пантеон буддийских божеств растёт за счёт введения в него как богов исконно инд. происхождения, так и заимствованных из религий принявших Б. народов. Гл. божествами считаются будды Гаутама, Амитабха, Вайрочана, рассматриваемые как воплощение некоего единого Первобудды. Однако все боги Б., включая самого Будду, не становятся высшими божествами. Культ быстро охватывает все стороны жизни верующего, начиная от семейнобытовых и кончая всеобщими праздниками, занимающими видное место в обществ, жизни. Большое значение приобретают круговые обходы ступ (мемориальных и погребальных куполообразных сооружений), поклонение статуям Будды и др. божеств, священным деревьям и др., возложение на алтарь храмов приношений и воскурение ароматич. свечей и пр. Распространённым становится паломничество к священным местам, связанным прежде всего с мощами и следами Будды и его учеников, а также с легендами об их подвигах. Особенно усложнился культ в нек-рых течениях махаяны, в частности в ламаизме. Одновременно в махаяне развивается учение о религ. воздаянии, включавшее представление об аде и рае. Вскоре после возникновения Б. появились также сангхи (монашеские общины), упорядочившие и определ. образом регламентировавшие анархич. образ жизни первых последователей Б. Из сангхи с течением времени выросла своеобразная религ. организация. Её роль стала весьма заметной с появлением монастырей как постоянных мест жительства монахов. Монах стал выступать и как религ. наставник. Естественно, что личность монаха, практически ставшего в глазах верующих на путь спасения и уже поэтому оказавшегося окружённым ореолом исключительности, приобрела чрезвычайное значение. В странах распространения хинаяны монашество играет до сих пор огромную роль в обществ, жизни. Совет, даваемый монахом,- закон для верующего. Монастыри, превратившиеся в крупных земельных собственников и в важные политич. центры, пользуются зачастую большим авторитетом у населения (особенно в деревнях), чем правительств, учреждения. Однако вступление в монашескую общину и выход из неё являются свободными. Монах, даже в роли религиозного служителя и наставника, не имеет власти прощать и карать и т. д. Б. оказал существ, влияние на все стороны жизни и особенно на культуру принявших его стран. Распространение Б. способствовало созданию тех синкретич. культурных комплексов, совокупность к-рых и образует т. н. буддийскую культуру (архитектура, скульптура, живопись, лит-pa, буддийская наука и схоластич. образованность), имевших наибольшее значение в эпоху раннего средневековья. В развитии буддийской культуры в ср. века большую роль играли монастыри. Монахи нередко выступали в качестве художников, писателей, врачей. Социальная роль Б. определяется осн. положениями его догматики. Какие бы формы ни принимал Б. в своём развитии, его центральным принципом является религ. идея о необходимости освобождения от пут профанического, -"земного", существования. Всякая связь, в т. ч. любая социальная, рассматривается Б. как зло. Отрешённость Б. от всего окружающего, его индивидуалистичность определяют и его глубокую асоциальность. С этим связано устранение последователей Б. от борьбы за социальные и политич. преобразования, от классовой борьбы. Вместе с тем во мн. странах Азии известная часть буддистов и буддийского духовенства принимает участие в обществ, и политич. жизни; так, в Юж. Вьетнаме буддисты включаются в нац. -освободит. борьбу; в то же время есть страны, где буддисты выступают против нац. -освободит. движения и социальных реформ в этих странах. Структура, управление и степень централизации буддийской общи