загляните на купон-скидку или справочники: окна kbe, окна veka, окна rehau, остекление балкона, остекление лоджии, изготовление окон, монтаж окон, остекление, производство окон, металлопластиковые окна, окна пвх, пластиковые окна, установка окон, стеклопакеты и евроокна.



ВСЁ О СТРОИТЕЛЬСТВЕ, ЖЕЛЕЗОБЕТОНЕ, БЕТОНЕ, АРХИТЕКТУРЕ И НЕ ТОЛЬКО...:
ОПРЕДЕЛЕНИЯ:

АСФАЛЬТИРОВАНИЕ, устройство асфальтобетонных покрытий на автомобильных дорогах, улицах, аэродромах и т. п. путём укладки и уплотнения асфальтобетонной смеси по предварительно подготовленному основанию. В зависимости от назначения покрытия асфальтобетонную смесь (асфальтобетон) укладывают в один или два слоя на основание из щебня, гравия (нежёсткое основание) или бетона (жёсткое основание). Нижний слой толщиной 4-5 см устраивают из крупно- или среднезерни-стой смеси с остаточной пористостью 5-10% ; верхний слой толщиной 3-4 см-из средне- или мелкозернистой смеси (остаточная пористость 3-5%). При тяжёлых нагрузках и интенсивном движении транспорта покрытия устраивают 3-4-слойными общей толщиной 12-15 см. АСФАЛЬТИРОВАНИЕ начинается с очистки основания от пыли и грязи механич. дорожными щётками и поливомоечными машинами, исправления неровностей основания, обработки его поверхности жидким битумом или битумной эмульсией. Асфальтобетонная смесь приготовляется в асфальтобетоно-смесителях на стационарных или полустационарных заводах (установках), доставляется на место автомобилями-самосвалами и загружается в приёмный бункер асфалътобетоноукладчика, к-рый укладывает, разравнивает и предварительно уплотняет смесь. Окончат. уплотнение осуществляется катками дорожными. .


КОММУНАЛЬНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО, отрасль строительства, занятая сооружением объектов, связанных с обслуживанием жителей городов, посёлков городского типа, районных сельских центров и населённых пунктов сельской местности. В числе этих объектов: системы водоснабжения и канализации с очистными сооружениями и сетями; сооружения городского электрического транспорта с путевым, энергетическим хозяйством, депо и ремонтными предприятиями; сети газоснабжения и теплоснабжения с распределительными пунктами, районными и квартальными котельными; электрические сети и устройства напряжением ниже 35 кв; гостиницы; городские гидротехнические сооружения; объекты внешнего благоустройства населённых мест, озеленения, дороги, мосты, путепроводы, ливнестоки; предприятия санитарной очистки, мусороперерабатывающие и др. Планомерное развитие КОММУНАЛЬНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА в СССР началось ещё в 1-й пятилетке и осуществлялось нарастающими темпами до начала Великой Отечеств, войны 1941-45. В годы 4-й пятилетки (1946-50) проводились работы по восстановлению объектов коммунального назначения, разрушенных во время нем.-фаш. оккупации. В последующие годы КОММУНАЛЬНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО велось высокими темпами в связи с бурным развитием промышленности, культуры, увеличением численности городов и посёлков городского типа .
ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО, теория и практика планировки и застройки городов (см. Город). ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО определяют социальный строй, уровень развития производственных сил, науки и культуры, природно-климатичие условия и национальные особенности страны. ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО охватывает сложный комплекс социально-экономических, строительно-технических, архитектурно-художественных, а также санитарно-гигиенических проблем. Общим для ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО досоциалистических формаций является большее или меньшее влияние на него частной собственности на землю и недвижимое имущество..
ЗЕЛЁНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО, составная часть современного градостроительства. Городские парки, сады, скверы, бульвары, загородные парки (лесопарки, лугопарки, гидропарки, исторические, этнографические, мемориальные), национальные парки, народные парки, тесно связанные с планировочной структурой города, являются необходимым элементом общегородского ландшафта. Они способствуют образованию благоприятной в санитарно-гигиеническом отношении среды, частично определяют функциональную организацию городских территорий, служат местами массового отдыха трудящихся и содействуют художественной выразительности архитектурых ансамблей. При разработке проектов садов и парков учитывают динамику роста деревьев, состояние и расцветку их крон в зависимости от времени года.

Главная страница
Поиск по сайту
Оглавление страниц

Объяснение слов: словарь, справочник, информация. Строительство, экономика, промышленность - все сферы жизни: от А до Г, от Г до П и от П до Я

ья) ок. 40 м3/сек. Приток Кяфар (лев.). Сплавная.

БОЛЬШОЙ ИК, река в Башк. АССР и Оренбургской обл. РСФСР, прав, приток р. Сакмара (басс. Урала). Дл. 341 км, пл. басс. 7670 км2. Берёт начало на зап. склонах Юж. Урала. Питание преим. снеговое.

БОЛЬШОЙ ИРГИЗ, река в Куйбышевской и Саратовской обл. РСФСР, лев. приток Волги. Дл. 675 км, пл. басс. 24 000 км2. Берёт начало среди отрогов Общего Сырта, течёт в широкой долине, впадает в Волгоградское водохранилище. Питание гл. обр. снеговое. Воды используются для орошения. На реке - г. Пугачёв.

БОЛЬШОЙ ИСТОК, посёлок гор.типа в Сысертском р-не Свердловской обл. РСФСР, на р. Исеть (басс. Оби), в 4 км от ж.-д. ст. Кольцове (20 км к Ю.-В. от Свердловска). 7,1 тыс. жит. (1968). Производство сан.-технич. оборудования, мельзавод, ф-ка мягкой тары. В районе добыча торфа.

БОЛЬШОЙ КАВКАЗ, горная система, протягивающаяся с З.-С.-З. на В.-Ю.-В. между Чёрным и Каспийским морями от г. Анапы до устья р. Сумгаит. Дл. более 1100 км, шир. до 180 км. В осевой части поднимаются Главный, или Водораздельный, и Боковой хребты, к-рые сопровождаются многими передовыми и поперечными хребтами. выс. до 5642 м (г. Эльбрус). Б. К. делят на 3 части -Зап. Кавказ (до Эльбруса), Центр. Кавказ (между Эльбрусом и Казбеком) и Вост. Кавказ (к В. от Казбека). На склонах хребтов господствуют горно-лесные и горно-луговые ландшафты. Значительно совр. оледенение (пл. 1780 км2). См. также Кавказ.

БОЛЬШОЙ КАМЕНЬ, посёлок гор. типа, центр Шкотовского р-на Приморского края РСФСР, на берегу Уссурийского зал. Японского м., в 8 км от ж.-д. ст. Петровка (на линии Смоляниново - Дунай). 30,4 тыс. жит. (1968). 3-д строит, деталей. Рыболовство.

БОЛЬШОЙ КАНЬОН (Grand Canyon), Большой Каньон Колорадо, каньон в шт. Аризона (США), в ср. течении р. Колорадо, на плато Колорадо. Один из глубочайших каньонов мира. Протягивается на 320 км вниз по течению от впадения Литл-Колорадо. Глуб. до 1800 м, шир. на уровне поверхности плато (выс. 2100-2400 м) 8-25 км, у уреза воды в реке - менее 1 км (на отд. участках-до 120 м). Отвесные, местами сильно расчленённые склоны изобилуют выступами, имеющими формы бастионов, колонн и пирамид. Река Колорадо прорезает горизонтально залегающие пласты пород от архейских кристаллич. до верхнепалеозойских осадочных - известняков, песчаников, сланцев и др., имеющих различную окраску. Образовался в кайнозое в результате эрозии р. Колорадо, усилившейся постепенным поднятием плато. Река Колорадо в Б. К. имеет падение в ср. 1,5 м на 1 км и течёт со скоростью до 25 км/ч. Б. К. живописен, привлекает большое число туристов и является национальным парком.

БОЛЬШОЙ КАРАМАН, река в Саратовской обл. РСФСР, лев. приток Волги. Дл. 198 км (весной до 220 км, т. к. летом верховья пересыхают), пл. басс. 4260 км2. Берёт начало на отрогах Общего Сырта, впадает в Волгоградское водохранилище. Питание гл. обр. снеговое и грунтовое. Весной судоходна.

БОЛЬШИЙ КИЗИЛ, река в Башк. АССР, низовье в Челябинской обл. РСФСР, прав, приток р. Урал. Дл. 155 км, пл. басс. 1870 км2. Берёт начало с хр. Уралтау. Сплавная.

БОЛЬШИЙ КИНЕЛЬ, река в Оренбургской и Куйбышевской обл. РСФСР, прав, приток Самары (басс. Волги). Дл. 437 км, пл. басс. 15 200 км2. Берёт начало на зап. склоне Общего Сырта. Питание гл. обр. снеговое. Летом сильно мелеет. В низовье судоходна. На реке - гг. Бугуруслан, Похвистнево.

БОЛЬШОЙ КОЧМЕС, река в Коми АССР, лев. приток р. Уса (басс. Печоры). Дл. 198 км, пл. басс. 1890 км2. Берёт начало среди болот у подножия Приполярного Урала. Очень извилиста. Питание смешанное.

БОЛЬШОЙ КРЕМЛЁВСКИЙ ДВОРЕЦ, дворец в Моск. Кремле. Построен в 1839-49 арх. К. А. Тоном при участии арх. Ф. Ф. Рихтера, Н. И. Чичагова, П. А. Герасимова, В. А. Бакарёва и др. Парадные залы дворца имеют названия рус. дореволюц. орденов (Георгиевский, Владимирский, Екатерининский), что отразилось в их архитектурном декоре. Георгиевский зал (назван в честь воен. ордена Георгия Победоносца) украшен статуями (работы И. П. Витали), олицетворяющими области, вошедшие в состав России, барельефами с изображением Георгия Победоносца, поражающего дракона (скульптор П. К. Клодт), мраморными досками с именами Георгиевских кавалеров и названиями отличившихся в сражениях воинских частей. До 1917

Б. К. д. был моек, резиденцией рус. императоров и служил для парадных приёмов.

После Великой Окт. революции и перенесения столицы Сов. государства в Москву (март 1918) в б. Андреевском зале Б. К. д. проводились заседания высших сов. и парт. органов, конгрессы Коминтерна. Здесь многократно выступали В. И. Ленин, выдающиеся деятели Коммунистич. партии и Сов. государства, междунар. коммунистич. и рабочего движения. В 1933-34 из Андреевского и соседнего Александровского залов по проекту арх. И. А. Иванова-Шипа был создан самый большой во дворце Зал заседаний, рассчитанный на 2500 мест. Центром архит. композиции зала является монументальная статуя В. И. Ленина (работы скульптора С. Д. Меркурова). 5 дек. 1936 на Чрезвычайном 8-м съезде Советов СССР здесь была принята Конституция СССР. В Зале заседаний происходят сессии Верх. Совета СССР и Верх. Совета РСФСР, всесоюзные совещания работников пром-сти и с. х-ва, съезды творческих союзов; проводятся дипломатич. и правительств.-приёмы. В Б. К. д. состоялись 14-й, 15-й, 17-21-й съезды Ком-мунистич. партии.

Лит.: Художественные памятники Московского Кремля, М., 1956.

БОЛЬШОЙ КРУГ (матем.), всякий круг, получающийся при сечении шара плоскостью, проходящей через его центр. Окружность, проходящую через две диаметрально противоположные точки сферы, часто также паз. Б. к.

БОЛЬШОЙ КУНДЫШ, река в Кировской обл. РСФСР и Map. АССР, прав, пряток Б. Кокшаги (басс. Волги). Дл. 173 км, пл. басс. 1710 км2. Течёт среди болот Волго-Ветлужского полесья. Питание преим. снеговое. Ср. годовой расход в 25 км выше устья 5,5 м3/сек.

БОЛЬШОЙ КУЯЛЬНИК, река в Одесской обл. УССР. Дл. 150 км, пл. басс. 1860 км2. Берёт начало на юго-вост. склонах Подольской возв. Впадает в Куяльницкий лиман, отделённый от Чёрного м. пересыпью. Питание преим. снеговое. Летом пересыхает, зимой иногда перемерзает. На Куяльницком лимане - Куяль-ницкий курорт.

БОЛЬШОЙ ЛУГ, посёлок гор. типа в Иркутской обл. РСФСР. Расположен на р. Олха (басс. Ангары). Ж.-д. станция в 38 км к Ю. от Иркутска. 11,1 тыс. жит. (1968). Леспромхоз. Часть населения работает на предприятиях гг. Иркутска и Шелехова.

БОЛЬШОЙ ЛЮЦЕРНОВЫЙ ДОЛГОНОСИК, люцерновый скосарь (Otiorrhynchus ligustici), насекомое сем. долгоносиков. Жук дл. 9-12 мм, чёрный; личинка жёлто-белая. Распространён в Сев. и ср. Европе, в степной зоне Европ. части СССР, на Кавказе и в М. Азии. Жуки повреждают листья, личинки - корни многих культур, но преим. люцерны, клевера, эспарцета. Меры борьбы: ловчие канавки, обработка посевов инсектицидами.

Большой Кремлёвский дворец. Внешний вид.

Георгиевский зал Большого Кремлёвского дворца

Большой люцерновый долгоносик: 1-жук; 2 - личинка; 3 - корень люцерны, повреждённый большим люцерновым долгоносиком.

БОЛЬШОЙ МЕНДЕРЕС, Бююк-Мендерес (Buyuk Menderes), в древности - Меандр, река на 3. Турции. Дл. 380 км. Берёт начало на Анатолийском плоскогорье, впадает в Эгейское м., образуя дельту. В ниж. течении русло реки очень извилисто; древнее назв. Б. М. стало нарицательным для обозначения речных излучин - меандр.

БОЛЬШОЙ НЕФУД, пустыня на С. Аравийского п-ова; см. Нефуд.

БОЛЬШИЙ ОЮ, река в Архангельской обл. РСФСР. Дл. 175 км, пл. басс. 3070 км2. Берёт начало на сев.-зап. склонах хр. Пай-Хой, впадает в прол. Югорский Шар. Питание снеговое и дождевое.

БОЛЬШОЙ ПАТОМ, река в Иркутской обл. РСФСР, прав, приток Лены. Дл. 460 км, пл. басс. 26 900 км2. Течёт в глубоком ущелье по Патомскому нагорью. Порожистая. Питание смешанное, с преобладанием снегового и дождевого. Замерзает в октябре, вскрывается в мае. В низовье сплавная.

БОЛЬШОЙ ПЁС (лат. Canis Major), созвездие Юж. полушария неба, самая яркая звезда - Сириус, имеет блеск -1,4 визуальной звёздной величины. Наилучшие условия видимости в декабре -январе. Видно в центр, и юж. районах СССР. См. Звёздное небо.

БОЛЬШОЙ ПИТ, река в Красноярском крае РСФСР, прав, приток Енисея. Дл. 415 км, пл. басс. ок. 21 700 км2. Берёт начало и протекает в пределах Енисейского кряжа. Питание преим. снеговое со значит, долей дождевого. Замерзает в середине ноября, вскрывается в середине мая. Сплавная. Судоходна до пристани Брянка.

БОЛЬШОЙ САЯН, Пограничный, название вост. части водораздельного хр. Восточный Саян.

БОЛЬШбЙ СЕН-БЕРНАР (франц. Grand-Saint-Bernard, итал. Gran San Bernardo), перевал в зап. части Пеннинских Альп, на границе Швейцарии и Италии. выс. 2469 м. Через перевал проходит шоссе из долины р. Дора-Бальтеа (г. Аоста в Италии) в долину р. Рона (г. Мартиньи-Виль в Швейцарии).

БОЛЬШОЙ СОВЕТСКИЙ АТЛАС МИРА, см. Атлас географический.

БОЛЬШОЙ ТАП, река на Ю.-З. Ханты-Мансийского нац. окр. Тюменской обл. РСФСР, лев. приток р. Конда (басс. Иртыша). Дл. 504 км, пл. басс. 6700 км2. Берёт начало из оз. Тап-То, течёт среди болот и озёр на Ю. Питание снеговое и дождевое.

БОЛЬШОЙ ТЕАТР СССР, Государственный академический Большой театр Союза С С Р (ГАБТ), ведущий советский театр оперы и балета, крупнейший центр русской, советской и мировой муз.-театральной культуры. Создание Б. т. тесно связано с расцветом рус. нац. культуры в конце 18 в., с появлением проф. актёров, с зарождением рус. оперной музыки. Б. т. сыграл выдающуюся роль в становлении рус. музыкально-театрального иск-ва, в формировании нац. музыкально-сценической исполнительской школы.

В 1776 моск. губернский прокурор князь П. В. Урусов и антрепренёр М. Г. Медокс сформировали постоянную труппу Моск. российского театра, в которую вошли театральные труппы Н. С. Титова и Моск. ун-та, а также крепостные актёры П. В. Урусова и др. С 1776 спектакли ставились в доме графа Р. И. Воронцова на Знаменке (здесь в 1779 была поставлена комич. опера М. М. Соколовского "Мельник - колдун, обманщик и сват"). В 1780 театр перешёл в здание, построенное на углу Петровки (на месте совр. Б. т.), и стал именоваться Петровским. Это был первый в Москве постоянный театр. Участие певцов в драматич. спектаклях способствовало развитию реалистич. иск-ва рус. оперной сцены. Среди первых актёров: И. И. и Н. Ф. Калиграф, Г. В. Базилевич, М. С. Синявская, И. М. Соколовская, А. Г. Ожогйн, П. В. Злое, позже Е. С. Сандунова и др. В репертуаре театра были оперы первых рус. композиторов: В. А. Пашкевича, М. М. Соколовского, Е. И. Фомина и др., а также популярные произведения крупнейших иностр. композиторов: В. Моцарта, Дж. Перголези, Д. Чимарозы, А. Гретри и др. В балетную труппу театра вошли воспитанники Московского воспитат. дома и крепостные актёры. В 1806 театр стал государственным (перешёл в ведение Дирекции московских императорских театров).

В 1805 здание театра сгорело, и до 1825 спектакли шли на различных театр, площадках. Построенный (на старом месте) в 1824 новый театр (арх. О. И. Бове, с использованием проекта А. А. Михайлова) получил название Б. Петровский. Монументальное здание с мощным 8-колонным портиком и медной квадригой Аполлона над фронтоном (скульптор П. К. Клодт) - выдающийся по красоте и внутр. устройству памятник рус. ампира. Театр был открыт 6(18) января 1825 прологом "Торжество муз" Верстовского и Алябьева. В эти годы в репертуаре театра всё большее место занимают произв. рус. авторов: сначала оперы-водевили ("Деревенский философ" Алябьева, "Хлопотун", "Забавы калифа" Верстовского и др.) и балеты-дивертисменты ("Семик, или Гулянье в Марьиной роще", "Праздник жатвы" на музыку С. Давыдова и др.), позднее оперы Верстовского: "Пан Твардовский" (1828), "Вадим" (1832), "Тоска по родине" (1839) и др., лучшей из к-рых была "Аскольдова могила" (1835). Ведущее место на моск. сцене занимали певцы: П. П. Булахов, А. О. Бантышев, Н. В. Лавров, Н. В. Репина и др.

Среди балетов были популярны спектакли-дивертисменты с нац. сюжетами. Успехи балета связаны с приходом в 1812 в театр танцовщика и балетм. А. П. Глуш-ковского. В балетной труппе выделялись: Т. И. Иванова, Д. С. Лопухина, А. И. Воронина-Иванова и др. С расцветом рус. романтич. оперы утверждается и романтич. балет; был поставлен балет "Жизель" Адана (1843). Среди артистов балета: Е. А. Санковская, Е. И. Андреянова, К. Ф. Богданов и др.

Историч. этапом в развитии театра и формировании реалистич. принципов вокального сценич. иск-ва явились пост, опер М. И. Глинки "Иван Сусанин" (1842) и "Руслан и Людмила" (1846) и оперы А. С. Даргомыжского "Русалка" (1859).

В 1853 театр сгорел. Открывшееся в 1856 здание было значительно перестроено (проект арх. А. К. Кавоса), исправлены акустич. и оптич. недостатки. Зал разделён на 5 ярусов вместимостью св. 2000 чел.

В 60-70-е гг. 19 в. Дирекция имп. театров в угоду аристократич. зрителю сдала Б. т. в аренду итал. оперной труппе, к-рая стала играть поочерёдно с труппой Б. т. Привилегированное положение итальянцев мешало рус. опере завоевать внимание публики. Прогрессивные деятели рус. муз. культуры В. Ф. Одоевский, П. И. Чайковский и др. возглавили борьбу с итальяноманией, призывая к нац. самобытности иск-ва. В Б. т. ставятся новые оперы рус. авторов: "Юдифь" (1865) и "Рогнеда" (1868) Серова, первая опера Чайковского - "Воевода" (1869), "Демон" Рубинштейна (1879) и др.

Значительных успехов достигает балет Б. т. Известность получили артисты балета: П. П. Лебедева, С. П. Соколов, В. Ф. Гельцер, позже Л. А. Рославлева, А. А. Джури, И. Н. Хлюстин, Н. П. До-машев и др. В театре работали балетмейстеры Ж. Перро, М. И. Петипа и др. Были поставлены: "Конёк-горбунок" Пуни (1864), "Дон Кихот" Минкуса (1869) и др.

В конце 70-х гг. начинается новый этап в истории Б. т. Постановки произведений П. И. Чайковского - "Лебединое озеро" (1877), "Евгений Онегин" (1881), "Мазепа" (1884), "Черевички" (1887), "Пиковая дама" (1891), "Иоланта" (1893), "Спящая красавица" (1899) - ознаменовали расцвет рус. оперы и балета. Впервые были исполнены оперы: М. П. Мусоргского "Борис Годунов" (1888), Н. А. Римского-Корсакова "Снегурочка" (1893) и "Ночь перед Рождеством" (1898). В 1898 состоялась премьера оперы А. П. Бородина "Князь Игорь". Высокая художественность и новаторство этих произв., сложность и глубина их замысла способствовали развитию исполнительского иск-ва. Во 2-й пол. 19 в. в Б. т. пели выдающиеся певцы: Е. А. Семёнова, А. Д. Александрова-Кочетова, М. А. Дейша-Сионицкая, Е. А. Лавровская, Б. Б. Корсов, П. А. Хохлов, Л. Д. Донской и др.

Одновременно с расширением рус. репертуара Б. т. осуществлял постановки лучших произв. зап.-европ. композиторов. Кроме ранее шедших опер В. Моцарта, Дж. Россини, К. Вебера и др., были поставлены: "Риголетто", "Аида", "Травиата" Верди; "Фауст", "Ромео и Джульетта" Гуно; "Кармен" Визе; "Лоэнгрин" Вагнера и др.

Мировое признание рус. вокальной школы относится к нач. 20 в., когда в спектаклях Б. т. выступали Ф. И. Шаляпин, Л. В. Собинов, А. В. Нежданова. Вместе с ними на сцене Б. т. пели М. Г. Гукова, И. В. Грызунов, Г. А. Бакланов, В. Р. Петров, Г. С. Пирогов, И. А. Алчевский, А. П. Боначич и др.

Традиции рус. нац. балета были продолжены выдающимися танцовщиками: Е. В. Гельцер, С. В. Фёдоровой, В. Д. Тихомировым, М. М. Мордкиным, В. А. Каралли и др. В эти годы в Б. т. работал балетмейстер А. А. Горский, вписавший одну из самых значит, страниц в историю рус. балета.

В создании оперных и балетных спектаклей участвовали дирижёры: И. К. Альтани, В. И. Сук, А. Ф. Аренде, Э. А. Купер, С. В. Рахманинов, способствовавшие высокой муз. культуре спектаклей; хормейстер У. И. Авранек, художники А. Я. Головин, К. А. Коровин и др.

Преодолевая рутину постановочной практики имп. сцены, передовые деятели театра в нач. 20 в. создали спектакли: "Псковитянка" (1901), "Моцарт и Сальери" (1901), "Пан воевода" (1905), "Садко" (1906), "Кащей Бессмертный" (1917) Римского-Корсакова, "Франческа да Римини" и "Скупой рыцарь" Рахманинова (1906), "Хованщина" Мусоргского (1912, в пост. Ф. И. Шаляпина), "Раймонда" Глазунова (1900) и др.

Великая Октябрьская социалистическая революция открыла новую эру в развитии искусства Б. т. В трудные годы Гражд. войны была полностью сохранена труппа Б. т. В условиях жестокого топливного кризиса В. И. Ленин отверг предложение временно закрыть Б. т. Артистическому коллективу были созданы условия для творческой работы. В 1919 театру присвоено звание академического. В 1924 открылся филиал Б. т. (в помещении 6. Частной оперы Зимина). В первые же годы Сов. власти встал вопрос о создании нового, сов. репертуара. С сер. 20-х гг. на сцене театра появляются оперы сов. композиторов: "Декабристы" Золотарёва (1925), "Степан Разин" Триодина (1925), "Загмук" Крейна (1930), "Прорыв" Потоцкого (1930). Тогда же были поставлены: "Любовь к трём апельсинам" Прокофьева (1927), "Алмаст" Спендиарова (1930) и др. Одной из важнейших задач Б. т. в эти годы явилось новое прочтение оперной классики и прежде всего русской. В 1927 театр осуществил пост, оперы М. П. Мусоргского "Борис Годунов" со сценой "У Василия Блаженного", в 1925 - оперу "Сорочин-ская ярмарка". Новое муз.-сценич. решение получили оперы "Царская невеста" (1918), "Сказка о царе Салтане" (1920) Римского-Корсакова, "Евгений Онегин" (1933), "Мазепа" (1934) Чайковского и др. Театр ставил и произв. западной классики. В 1921 исполнена драматич. легенда (оратория) Г. Берлиоза "Осуждение Фауста". Возобновляются пост, опер Р. Вагнера: "Золото Рейна" (1918), "Лоэнгрин" (1923), "Нюрнбергские мейстерзингеры" (1929) и др.

Первые успехи сов. балета связаны с исканиями в области героико-революц. тематики. В 1918 в Б. т. поставлен балет на музыку А. К. Глазунова "Стенька Разин-". Большим событием в творческой истории Б. т. была пост, в 1927 первого сов. балета "Красный мак" Глиэра, воплотившего на сцене революц. романтику. Одновременно театр работал над классикой. В 1919 впервые в Б. т. поставлен балет "Щелкунчик" Чайковского, заново были поставлены" Лебединое озеро","Спящая красавица", "Раймонда", "Жизель", "Дон Кихот". В 1921 театр поставил "Петрушку" Стравинского. Значит, вехой в работе над сов. репертуаром в 30-е гг. явилась пост, опер "Тихий Дон" (1936) и "Поднятая целина" (1937) Дзержинского. В 1938 была поставлена опера "Броненосец „Потёмкин" "Чишко. Возобновлённые на советской сцене оперы М. И. Глинки "Иван Сусанин" (1939) и "Руслан и Людмила" (1937) раскрыли народно-героическую сущность этих произв., особое значение приобрели массово-хоровые сцены.

Идя по пути создания революц. балета, Б. т. в 1933 поставил "Пламя Парижа" Асафьева. Другой его балет -"Бахчисарайский фонтан" (пост, в 1936) стал одним из первых образцов сов. психологич. хореографич. драмы.

В труппе Б. т. в эти годы выступали выдающиеся мастера: певцы - нар. арт. Республики В. Р. Петров, Л. В. Собинов; нар. арт. СССР А.В.Нежданова, Н.А.Обухова, К. Г. Держинская, Е. А. Степанова, Е. К. Катульская, В. В. Барсова, И. С. Козловский, С. Я. Лемешев, Н. С. Ханаев, А. С. Пирогов, М. Д. Михайлов, М. О. Рейзен; нар. арт. РСФСР Е. Д. Кругликова, Н. Д. Шпиллер, М. П. Максакова. В. А. Давыдова, А. И. Батурин, П. М. Норцов, Л. Ф. Савранский, Н. Н. Озеров; засл. арт. РСФСР В. Р. С ливийский и др.; артисты балета-нар. арт. Республики Е. В. Гельцер, В. Д. Тихомиров; нар. арт. СССР А. Н. Ермолаев; нар. арт. РСФСР М. Т. Семёнова, М. М. Габович, А. М. Мессерер; засл. деят. иск-в В. В. Кригер и др. Дирижёры - нар. арт. Республики В. И. Сук, М.М. Ипполитов-Иванов; нар. арт. СССР Н. С. Голованов, А. М. Пазовский, С. А. Самосуд, Ю. Ф. Файер, Л. П. Штейнберг; нар. арт. РСФСР В. В. Небольсин. Постановки оперных и балетных спектаклей Б. т. осуществляли: режиссёры -засл. арт. Республики В. А. Лосский; нар. арт. СССР Н. В. Смолич; балетмейстер нар. арт. СССР Р. В. Захаров; хормейстер нар. арт. РСФСР У. И. Авранек; художник нар. худ. СССР Ф. Ф. Федоровский.

В 1937 Б. т. был награждён орденом Ленина. В годы Великой Отечественной войны 1941-45 коллектив Б. т. продолжал свою деятельность. Часть труппы была эвакуирована в Куйбышев (там состоялась премьера оперы Дж. Россини "Вильгельм Телль", 1942). Оставшаяся труппа выступала на сцене филиала, где в 1943 была поставлена опера Д. Б. Кабалевского "В огне".

Глубиной идейного раскрытия, цельностью муз.-сценич. ансамбля отличались спектакли "Иван Сусанин" Глинки (1945), "Вражья сила" Серова (1947), "Борис Годунов" (1948) и "Хованщина" (1950) Мусоргского, "Садко" Римского-Корсакова (1949), поставленные в послевоенные годы.

В оперной труппе 40-50-х гг.- нар. арт. СССР А. П. Иванов, Г. М. Нэ-лепп, П. Г. Лисициан, А. Ф. Кривченя; нар. арт. РСФСР И. И. Масленникова, Е. В. Шумская, Г. Ф. Большаков; в балетной - нар. арт. СССР Г. С. Уланова, О. В. Лепешинская; засл. арт. РСФСР С. Г. Корень, В. А. Преображенский и др. Над сценич. воплощением спектаклей работали: дирижёры - нар. арт. СССР А. Ш. Мелик-Пашаев; засл. арт. РСФСР М. Н. Жуков; режиссёр нар. арт. РСФСР Л. В. Баратов; балетмейстер нар. арт. СССР Л. М. Лавровский; художники -засл. деят. иск-в РСФСР П. В. Вильяме, В. В. Дмитриев и др.

Продолжая работу над развитием сов. оперы, Б. т. осуществил пост, опер "Декабристы" Шапорина (1953), "Никита Вершинин" Кабалевского (1955), "Мать" Хренникова (1957), "Укрощение строптивой" Шебалина (1957), "Джалиль" Жиганова (1959), "Война и мир" Прокофьева (1959), "Не только любовь" Щедрина (1961), "Октябрь" Мурадели (1964), "Неизвестный солдат" Молчанова (1967), "Оптимистическая трагедия" Холминова (1967), "Семён Котко" Прокофьева (1970) и др. Среди советских балетов: "Золушка" (1945) и "Ромео и Джульетта" (1946) Прокофьева, "Мирандолина" Василенко (1949), "Шурале" Яруллина (1955), "Лауренсия" Крейна (1956), "Гаянэ" Хачатуряна (1957), "Тропою грома" Караева (1959), "Каменный цветок" Прокофьева (1959), "Лейли и Меджнун" Баласаняна (1964), "Легенда о любви" Меликова (1965), "Асель" Власова (1967), "Спартак" Хачатуряна (1968) и др. На сцене Б. т. шли оперы зап.-европ. композиторов: "Проданная невеста" Сметаны (1948), "Фиделио" Бетховена (1954), "Паяцы" Леонкавалло (1957), "Её падчерица" Яначека (1958), "Банк бан" Эркеля (1959), "Фальстаф" Верди (впервые, 1962), "Сон в летнюю ночь" Бриттена (1965) и др.

В труппе Б. т. в 60-е гг.: певцы - нар. арт. СССР И. К. Архипова, Г. П. Вишневская, З.И. Анджапаридзе, А.П.Огнивцев, И. И. Петров; нар. арт. РСФСР Л. И. Авдеева, Т. А. Милашкина, В. Н. Левко, Г. В. Олейниченко, В. М. Фирсова, А. Ф. Ведерников, Е. Г. Кибкало, А. А. Эйзен; засл. арт. РСФСР Е. В. Образцова, В. А. Атлантов, Ю. А. Мазурок и др.; солисты балета -нар. арт. СССР М. М. Плисецкая, Р. С. Стручкова, Н. В. Тимофеева; нар. арт. РСФСР М. В. Кондратьева, Е. С. Максимова, В. В. Васильев, М. Э. Лиепа, Н. Б. Фадеечев; засл. арт. РСФСР Н. И. Бессмертнова, М. Л. Лавровский, В. П. Тихонов и др.; дирижёры - нар. арт. СССР Е. Ф. Светланов, О. А. Димитриади; нар. арт. РСФСР Б. Э. Хайкин, Г. Н. Рождественский; Ю. И. Симонов (с 1969 - гл. дирижёр) и др.; режиссёры - нар. арт. СССР Б. А. Покровский, И. М. Туманов (с 1961 - гл. режиссёр Кремлёвского Дворца съездов, с 1964 -Б. т.); гл. балетмейстер-нар. арт. РСФСР Ю. Н. Григорович; хормейстеры - нар. арт. РСФСР А. В. Рыбнов (с 1958 - гл. хормейстер), А. Б. Хазанов и др. Оформляют спектакли Б. т. нар. художник СССР В. Ф. Рындин, нар. художник РСФСР и Груз. ССР С. Б. Вирсаладзе.

Ведущие мастера оперной и балетной трупп Б. т. выступали во мн. странах мира. Оперная труппа гастролировала в Италии (1964), Канаде, Польше (1967), ГДР (1969), Франции (1970), Японии (1970). Балет Б. т. завоевал всемирное признание. Балетная труппа гастролировала в Австралии (1959, 1970), Австрии (1959), Англии (1956, 1960, 1963, 1965, 1969), Бельгии (1958), Болгарии (1964), Венгрии (1961, 1965), ГДР (1954, 1955, 1956, 1958), Греции (1963), Дании (1960), Италии (1970), Канаде (1959), Китае (1959), Кубе (1966), Мексике (1961), Монголии (1959), ОАР (1958, 1961), Польше (1949, 1960), Румынии (1964), США (1959, 1962, 1963, 1966, 1968), Турции (1960), Финляндии (1957, 1958), Франции (1954, 1958), ФРГ (1964), Чехословакии (1959), Швейцарии (1964), Югославии (1965), Японии (1957, 1961, 1970).

С 1924 Б. т. имел две сцены - основную и филиал. Осн. сцена театра представляет собой пятиярусный зрительный зал (св. 2000 мест). Длина зала с учётом оркестровой раковины 29,8 м, ширина 31 м, высота 19,6 м. Глубина сцены 22,8 м, ширина 39,3 м, размер портала сцены 21,5 X 17,2 м2. В 1961 Б. т. получил новую сценич. площадку - Кремлёвский Дворец съездов (зрительный зал на 6000 мест; размер сцены в плане -40 X 23 л2 и в высоту до колосников 28,8 м, портал сцены 32 х 14 м2, планшет сцены оборудован шестнадцатью подъёмно-опускными площадками).

Б. т.- одно из мест проведения важнейших съездов, конференций, совещаний и торжественных заседаний. В здании Б. т. происходили 5-9-й Всеросс. съезды Советов, 1-7-й съезды Советов Союза ССР, 16-й съезд Коммунистич. партии, заседания ВЦИК и Моссовета, 1-3-й конгрессы Коминтерна. В годы Гражд. войны и послевоен. разрухи неотапливаемый и плохо освещённый зал бывал переполнен людьми, одетыми в шинели и пальто. В Б. т. 36 раз выступал В. И. Ленин. Во время 5-го Всеросс. съезда Советов (4-10 июля 1918) левые эсеры подняли контрреволюц. вооруж. мятеж [см. Левоэсеровский мятеж (1918)]. Они намеревались во время работы съезда арестовать в Б. т. Сов. пр-во во главе с В. И. Лениным и голосами левоэсеровской части съезда "узаконить" антисов. переворот. Левоэсеровская фракция съезда была арестована в Б. т., мятеж подавлен. Продолживший работу съезд утвердил первую Сов. Конституцию (РСФСР). В Б. т. 8-й Всеросс. съезд Советов в дек. 1920 принял план ГОЭЛРО, 1-й Всесоюзный съезд Советов 30 дек. 1922 провозгласил образование Союза Советских Социалистических Республик, 2-й Всесоюзный съезд Советов (янв. - февр. 1924) утвердил первую Конституцию СССР. 16-й съезд ВКП(б), проходивший в Б. т. в июне - июле 1930, вошёл в историю как съезд развёрнутого наступления социализма по всему фронту. В Б. т. проводились торжеств. заседания, посвящённые годовщинам Окт. революции и другим знаменат. датам. В Б. т. выступали с докладами и речами выдающиеся деятели Коммунистич. партии и Сов. гос-ва.

Лит.: Дмитриев Н-, Оперная сцена Московского императорского театра, М., 1897; Государственный ордена Ленина академический Большой театр Союза ССР, М., 1947; Шавердян А., Большой театр СССР, М., 1954; Большой театр Союза ССР. Опера. Балет, М., 1958; Грошева Е., Большой театр СССР в прошлом и настоящем, М., 1962; Хрипунов Ю. Д., Архитектура Большого театра, М., 1955. В. И. Зарубин.

БОЛЬШОЙ УРАН, Большой Чуран, река в Оренбургской обл. РСФСР, прав, приток р. Самара. Дл. 155 км, пл. басс. 2200 км2. Берёт начало в наиболее возвышенной части Общего Сырта. Питание в основном снеговое. Ср. годовой расход 4,7 м3/сек.

БОЛЬШОЙ ФЕРГАНСКИЙ КАНАЛ им. У. Юсупова, канал в Ферганской долине, на территории Узб. ССР (283 км) и Тадж. ССР (62 км), одно из крупнейших ирригац. сооружений СССР. Построен в 1939-40 методом народной стройки при участии 160 тыс. колхозников. Берёг начало из осн. истока Сырдарьи - р. Нарына, близ г. Учкурган, и, пересекая р. Карадарыо и неск. лев. притокоп Сырдарьи, проходит по Ю. долины, оканчиваясь у Сырдарьи в районе г. Ленинабада. На канале св. 1000 гидротехнич. сооружений, из них более 50 крупных. Канал используется для пополнения водами Нарына и Карадарьи и перераспределения стока рек юж. окраины Ферганской долины, а также для орошения с.-х. земель непосредственно его водами. Б. Ф. к. питает водой ок. 257 тыс. га орошаемых земель, из них 100 тыс. га полностью, остальные -совместно с пересекаемыми реками. В 1940-41 построены также Южный Ферганский и Северный Ферганский каналы. В результате значительно увеличено поступление воды в оросительные системы долины, расширилась площадь орошаемых земель и удвоено производство хлопка.

Лит.: МиркинС. Л., Водные мелиорации в СССР и пути их развития, М., 1960; Кузьмин М. И., Большой Ферганский канал, "Гидротехника и мелиорация", 1965, № 3; Аскоченский А. Н., Орошение и обводнение в СССР, М., 1967.

С. Л. Миркин.

БОЛЬШОЙ ФОНТАН, климато-бальнеологич. приморский курорт в юж. части Одессы. Леч. средства: климатотерапия, грязелечение (леч. грязь доставляется с Куяльницкого лимана), газовые ванны на морской и пресной воде, виноградоле-чение. Санатории, дома отдыха, пионерские лагеря.

БОЛЬШОЙ ХИНГАН, Дасинъаньлин, горная система на С.-В. Китая, гл. обр. в авт. области Внутр. Монголия, а также на В. МНР. Дл. ок. 1200 км, шир. до 400 км. Преобладающая выс. 800-1200 м, наибольшая выс. 2034 м (Хуанганшань). Вершины плоские; зап. склон короткий и пологий, восточный - длинный, более крутой, расчленён на много-числ. отроги. Сложен гл. обр. гранитами, липаритами, андезитами. В сев. части Б. X. развиты многолетняя мерзлота и связанная с ней заболоченность. Почти всю сев. половину Б. X. покрывает светлохвойная тайга (преим. из даурекой лиственницы), южнее тайга постепенно переходит в смешанные хвойно-широколиств. леса, сменяющиеся затем лесостепью и степью. По долинам рек далеко на С. распространяются остепнённые луга. По Б. X. условно проводится участок границы между муссонной Восточной и аридной Центр. Азией.

БОЛЬШОЙ ХОМУС-ЮРЯХ, река в Якут. АССР. Берёт начало на сев. склоне возв. Суор-Уята, течёт на С., впадает в Вост.-Сибирское м. западнее р. Алазея. Дл. 324 км, пл. басс. 3420 км2, из них 377 км2 занимают озёра (ок. 2600). Питание снеговое и дождевое. Замерзает в конце сентября, вскрывается в нач. июня. Приток справа - Окуля.

БОЛЬШОЙ ЧЕРЕМШАН, река в Тат. АССР, Ульяновской и Куйбышевской обл. РСФСР, лев. приток р. Волги, впадает в Куйбышевское водохранилище. Дл. 336 км, пл. басс. 11,5 тыс. км2. Берёт начало с Бугульминско-Белебеевской возв. Питание преим. снеговое. Гл. притоки: Б. Сульча и М. Черемшан (прав.). В связи с постройкой Волжской ГЭС им. В. И. Ленина низовья реки до г. Мелекесс затоплены.

БОЛЬШОЙ ЮГАН, река в Тюменской обл. РСФСР, лев. приток Оби, впадает в Юганскую протоку. Дл. 1063 км, пл. басс. 34 700 км2. Берёт начало из болот Васюганья; протекает по Зап.-Сибирской равнине. Гл. приток - М. Юган (прав.). В бассейне ок. 8000 озёр общей пл. 545 км2. Питание преим. снеговое. Замерзает в октябре - ноябре, вскрывается в конце апреля - начале мая. Сплавная. Судоходна от пристани Купландеевы.

БОЛЬЯЙ, Бойаи (Bolyai), Янош [15.12.1802, Коложвар (Клуж),-27.1. 1860, Марошвашархей (Тыргу-Му-реш)], венгерский математик. Наряду с Н. И. Лобачевским является одним из творцов неевклидовой геометрии. Ещё будучи студентом Военно-инженерной академии (в Вене), Б. стал заниматься доказательством постулата о параллельных линиях. По окончании академии продолжал усиленно работать в том же направлении. Обработав свои исследования, издал их в 1832 в виде приложения ("Аппендикс") к 1-му т. сочинений своего отца, проф. математики Фаркаша Больяй (1775-1856). Изложение "Аппендикса" отличается крайней сжатостью и схематичностью, но по продуманности каждого слова и обозначения "Аппендикс" принадлежит к числу наиболее совершенных произведений математич. литературы. Открытия Б. при его жизни признания не получили, что тяжело отразилось на психике Б.

Соч. в рус. пер.: Appendix. Приложение, содержащее науку о пространстве, абсолютно истинную, не зависящую от истинности или ложности XI аксиомы Евклида (что a priori никогда решено быть не может), с прибавлением, к случаю ложности, геометрической квадратуры круга, М.- Л., 1950.

Я. Больяй.

П. О. К. Бомарше.

БОМA (Boma), город в Демократической Республике Конго, в провинции Центр. Конго. 33,1 тыс. жит. (1960). Порт (доступен для мор. судов) в эстуарии р. Коцго; вывоз леса, продуктов масличной пальмы, бананов, какао, каучука. Аэропорт. Переработка с.-х. сырья. Пивовар. завод. Судоремонт. Рыболовство. С 1886 Б.- адм. ц. страны, к-рый в 1926 был перенесён в Леопольдвиль (ныне Киншаса).

БОМАНУАР (Beaumanoir) Филипп де Реми (1250-1296), средневековый французский юрист. Один из первых теоретиков права во Франции, составитель одного из крупнейших сборников обычаев ср.-век. Франции (кутюмы Бовуази). Соч.: Les coutumes du Beauvoisis, ed. par A. Salmon, [P.], 1899-1900.

БОМАРШЕ (Beaumarchais) Пьер Огюстен Карон де (24.1.1/32, Париж, -18.5.1799, там же), французский драматург. Род. в семье часовщика. Уже в первых, т. н. "мещанских драмах" -"Евгения" (1767), "Два друга" (1770), Б. правдиво рисует картины социального неравенства. "Мемуары" Б. (1773-1774) - четыре памфлета, в к-рых беспощадно разоблачены нравы современного ему судопроизводства. Пьесой "Севильский цирюльник" (пост. 1775) открывается самый блестящий период в творчестве Б. Он внёс живые черты современности в старые комедийные персонажи. В отличие от своего лит. прототипа, смышлёного и ловкого слуги, талантливый и энергичный, чувствительный и остроумный плебей Фигаро - не только "нерв интриги", но и её идейный центр. Фигаро противостоит бездарному графу Альмавиве. В комедии потенциально уже содержался тот конфликт, к-рый лёг в основу 2-й ч. трилогии о Фигаро - комедии "Женитьба Фигаро" (пост. 1784). В ней и выразительно очерченные образы, и саркастич. смех, и проявления чувствительности -всё проникнуто пафосом негодования, издёвки по адресу изживших себя аристократич. привилегий. Живость характеров, стремительность действия, фейерверк острот, блестящий диалог - отличит, черты Б.-комедиографа. Однако в дальнейшем он отходит от того типа комедии, к-рый принёс ему мировую славу. В 3-й ч. трилогии -"Виновная мать" (пост. 1792) остепенившийся, лишённый задора и блеска Фигаро озабочен лишь благополучным завершением семейных дел своего былого противника; остроумная комедия с чертами сатиры превратилась в мелодраму.

Комедии Б. вышли на сцену мирового, в т. ч. русского, театра. На сюжеты этих пьес написаны оперы "Свадьба Фигаро" В. А. Моцарта (1786) и "Севильский цирюльник" Дж. Россини (1816). А. С. Пушкин в оде "К вельможе" уподобил Б. его "чудесному герою" - Фигаро.

Соч.: CEuvres completes, P., 1876; Theatre complet, P., 1956; в рус. пер.- Трилогия, М., 1934; Избр. произведения, М., 1954.

Лит.: История французской литературы, т. 1, М.- Л., 1946, с. 801-807; М о к у л ь с к и й С., Бомарше, М., 1957; Ф и н к е л ь rn те йн Е., Бомарше, Л.- М., 1957; В a i 1 ly A., Beaumarchais, P., 1945; Pomeau R., Beaumarchais. L'homme et 1'ceuvre, P., 1956; Cordier H., Bibliographic des oeuvres de Beaumarchais, P., 1883.

М: Л. Нолъман.

БОМБА (нем. Bombe, франц. bombe, итал. bomba, от лат. bombus, греч. bombos - шум, гул), 1) устаревшее наименование арт. снаряда. В гладкоствольной артиллерии Б., или гранатами, наз. снаряды, состоявшие из сферич. пустотелого чугунного корпуса, заряда чёрного пороха и деревянной трубки с запрессованным пороховым составом (рис.). Заряд Б. взрывался после выгорания состава трубки. С 19 в. в рус. артиллерии Б. стали наз. снаряды массой св. 1 пуда (16 кг). Это наименование сохранилось за фугасными снарядами нарезной артиллерии калибром 122 мм и выше. В нач. 30-х гг. 20 в. наименование Б. исключено из арт. терминологии. 2) Авиационные Б.- один из видов авиац. боеприпасов (см. Боеприпасы авиационные, Авиационная бомба, Атомная бомба). 3) Снаряд для поражения подзодных лодок, находящихся под водой (см. Глубинная бомба).

Бомба гладкоствольной артиллерии 1 - корпус; 2 -трубка; 3 - заряд.

БОМБАКСОВЫЕ, баобабовые (Bombacaceae), семейство двудольных растений, близкое к мальвовым. Почти все Б.- тропич. деревья с толстым, иногда бочонковидно вздутым посредине стволом. Цветки крупные, обычно правильные или слегка неправильные, обоеполые, б. ч. одиночные. Околоцветник часто подпирается подчашием. Чашелистиков и лепестков по 5, но последние иногда отсутствуют. Тычинок 5 или много, сросшихся в трубку или (реже) свободных. Ок. 28 родов и 190 видов; среди них баобаб, дуриан, хлопчатое дерево, дающее капок, балъзовое дерево и др. полезные растения.

Лит.: Тахтаджян А. Л., Система и филогения цветковых растений, М.- Л 19С6.

Бомбарда.

БОМБАРДА (франц. bombarde, итал. bombarda), один из первых образцов арт. орудий, применявшихся при осаде и обороне крепостей в 14-16 вв. После Б. малого калибра, к-рые не оправдали своего назначения, перешли к орудиям крупных калибров - до 1000 мм и массой 16-19 т. Стволы Б. изготовлялись из сваренных жел. полос, стянутых жел. кольцами, или отливались из бронзы и укладывались в деревянные срубы или колоды; сзади для упора забивались сваи или воздвигалась кам. стенка. Угол возвышения не менялся. Заряжались с дула, стреляли кам. ядрами (дальность 400-700 м).

БОМБАРДИР (нем. Bombardier), 1) звание, установленное в 80-х гг. 17 в. для артиллеристов "потешных" войск. С кон. 18 в. Б.- рядовой артиллерист, служивший при "бомбардирских" орудиях (мортиры, гаубицы, единорога), в дальнейшем Б. (а также Б.-наводчик, Б.-лабора-торист и Б.-наблюдатель) - солдатский чин арт. частей рус. армии (соответствовал ефрейтору в пехоте). 2) Жук, см. Бомбардиры.

БОМБАРДИРОВКА, поражение войск, техники и др. воен. и промышленных объектов, а также населённых пунктов огнём артиллерии и авиационными бомбами.

В междунар. праве осуществление Б. регламентируется рядом междунар. соглашений (прежде всего Гаагскими конвенциями 1899, 1907, 1954). Совр. междунар. право устанавливает, что воюющие страны не пользуются неограниченным правом в выборе средств нанесения вреда неприятелю. Так, запрещается Б. незащищённых портов, городов, селений или строений. В случаях, когда в портах или насел, пунктах имеются воен. склады или сооружения, начальник атакующих войск или морских сил может потребовать от местных властей разрушения указанных объектов, а в случае невыполнения его требования - подвергнуть их Б., приняв меры по ограничению вредных последствий для насел, пункта, особенно в отношении история, памятников, храмов, зданий, служащих целям науки, искусств, благотворительности, госпиталей и мест, где собраны больные и раненые. Гаагская конвенция 1954 безусловно запрещает Б. культурных ценностей, к-рые должны быть обозначены особыми видимыми знаками и быть доступными для междунар. контроля.

В системе норм междунар. права, относящихся к законам и обычаям войны, важное место занимают нормы, запрещающие применение оружия массового уничтожения; безусловно запрещается применять при Б. удушливые, ядовитые или другие газы и жидкости, а также бактериологич. средства (Женевский протокол 1925). 24 ноября 1961 Ген. Ассамблея ООН приняла спец. декларацию, в к-рой провозгласила применение ядерного и термоядерного оружия противоречащим духу, букве и целям Устава ООН, преступлением против человечества.

Практика войн периода империализма изобилует примерами грубейших нарушений норм междунар. права, в т. ч. и норм, относящихся к Б. Напр., во время 1-й мировой войны немцы подвергли Б. из тяжёлых крепостных орудий и с воздуха Париж. В период 2-й мировой войны войска фаш. Германии подвергли разрушит. Б. незащищённые города и насел. пункты СССР, Польши (напр., бомбар дировка Варшавы в 1939), обстреливал] Лондон снарядами "ФАУ-1" и "ФАУ-2" в 1940 бомбардировали Ковентри (Великобритания) и т. д.

Примером грубого нарушения междунар. норм являются длительные обстрелы вооруж. силами США из тяжёлых орудий и Б. с воздуха мирных городов и селений во время войны во Вьетнаме. См. Американская (США) агрессия во Вьетнаме.

БОМБАРДИРОВОЧНАЯ АВИАЦИЯ род боевой авиации, предназначенный для поражения наземных или морских объектов авиац. бомбами и ракетами. В зависимости от характера выполняемых задач и лётно-тактич. данных самолётов Б. а. подразделяется на фронтовую и дальнюю (стратегическую), в армии США - на тактическую и стратегическую. Фронтовая Б. а. используется для совместныч действий с сухопутными войсками и в проводимых ВВС возд. операциях, дальняя (стратегич.)- для самостоятельных действий по объектам глубокого тыла противника; при необходимости она может привлекаться для совместных действий с сухопутными войсками и ВМФ. Как род боевой авиации Б. а. определилась в ходе 1-й мировой войны 1914-18, когда почти во всех воюющих государствах были созданы части, а затем и соединения Б. а. В операциях 2-й мировой войны 1939-45 Б. а. воюющих государств обычно применялась массированно на важнейших направлениях по наиболее важным объектам и в наиболее ответственные периоды операции.

Советские бомбардировщики.

В совр. условиях осн. оружие Б. а.-авиац. бомбы, управляемые и неуправляемые ракеты. См. Авиационное вооружение и Боеприпасы авиационные.

В. И. Секачёв.

БОМБАРДИРСКИЙ КОРАБЛЬ, двухмачтовый парусный корабль конца 17-нач. 19 вв., имевший до 20 пушек крупного калибра или 2-4 мортиры. Впервые появились в 1681 во Франции. Предназначались для обстрела пример, крепостей. Обладали повышенной остойчивостью. В рус. флоте существовали до 1828.

БОМБАРДИРЫ (Brachininae), подсемейство жуков семейства жужелиц. Дл. до 1 см. Всего 447 видов; в СССР 97 видов. У обыкновенного в СССР вида -Brachinus crepitans - голова, грудь и ноги красные, надкрылья сине-чёрные, длина их от 6 до 10 мм. Защищаясь, Б. выбрызгивают из заднего конца тела едкую жидкость, выделяемую особыми железами. При Соприкосновении с воздухом эта жидкость превращается в пар, как бы взрываясь с громким треском (откуда название); образующиеся пары обладают неприятным запахом. В СССР Б. встречаются большей частью в юж. районах и обитают под камнями, брёвнами и т. п. Личинки Б. развиваются в почве, паразитируя на куколках разных жуков.

Бомбардир Brachinus crepitans.

БОМБЕЙ, до 1960 штат в Индии, в сев.-зап. части п-ова Индостан. На его терр. образованы штаты Махараштра и Гуджарат.

БОМБЕЙ (от имени богини Мумба), Большой Бомбей, город в Индии, на побережье Аравийского м. Большой Б. занимает о. Бомбей и юж. часть о. Солсетт, связанных дамбами и мостами (в свою очередь, о. Солсетт соединён с материком). Один из важнейших экономич. и культурных центров страны. Крупный узел международных путей сообщения. Адм. ц. штата Махараштра. Первый по числу жителей город в стране (5368,5 тыс. чел., 1968), ок. 1/2 населения - маратхи, ок. 1/4 - гуджараты.

Историческая справка. В 30-х гг. 16 в. остров Бомбей был вахвачен португальцами, в 1661 перешёл во владение Англии; в 1668 англ, король передал его Ост-Индской компании. Здесь возникла торг, фактория и воен. опорный пункт англичан (фактически совр. Б. был основан в 1672). В кон.17-18 вв. Б. превратился в осн. базу англ, колонизаторов в Зап. Индии. Он был адм. центром Бомбейского президентства (кон. 18 - сер. 19 вв.). Во 2-й пол. 19 в. в Б. впервые в Индии возникла национальная пром-сть и стала формироваться крупная нац. торгово-пром. буржуазия. Город становится центром рабочего движения Индии (Бомбейская забастовка 1908 и др.). В февр. 1946 в Б. произошло восстание воен. моряков. Оно было поддержано почти всеми кораблями военно-мор. сил в др. портах Индии, а также всеобщей забастовкой солидарности рабочих Б. и харталами во многих городах Индии; это восстание явилось высшей точкой революц. подъёма, приведшего к завоеванию Индией независимости (1947).

Экономика. По структуре хозяйства Б. сильно отличается от старинных городов внутренних районов Индии. На экономическое развитие Б. оказала влияние англ, колониальная политика, предназначавшая Б. функцию морских "ворот Индии". Экономич. подъёму города способствовало открытие Суэцкого канала в 1869. Если за 1716-1816 население увеличилось с 16 тыс. до 161 тыс., то к 1881 оно составило 773 тыс. чел.

Б.- главный порт по ввозу (через него проходит 40% импорта страны), второй (после Калькутты) по вывозу (ок. Чз экспорта). Его грузооборот достигает 10 млн. т в год. Вывоз марганцевых и др. руд, хл.-бум. изделий, хлопка, кож и шкур, масличного семени, жмыха, а также металлоизделий и машин. Ввоз машин и оборудования, угля, нефти, зерновых.

В Б. начинаются магистральные жел. дороги - Западная (на Дели) и Центральная (на Калькутту). Б.- крупный узел междунар. авиасообщений (аэропорт Санта-Крус на о. Солсетт).

Широкие внешнеторг. связи, благоприятные трансп. условия способствовали превращению Б. в один из осн. пром., гл. обр. текстильных (здесь было сосредоточено до 3/4 хл.-бум. пром-сти страны), центров страны, а также в банковско-финансовый центр (местонахождение правлений крупных инд. и иностр. монополий). Хл.-бум. пром-сть сохраняет высокий уд. вес в пром. произ-ве Б. (ок. 40% ), но в общеиндийской хл.-бум. продукции его доля сократилась (до 1/4 В годы независимости Индии в Б. появились новые отрасли пром-сти - нефтеперерабатывающая, химич., машиностроение и др. Электроэнергию дают ГЭС, расположенные у подножия Зап. Гат, ТЭС на о. Тромбей и др. Б.- центр кинопром-сти.

Архитектура и планировка. Б. застроен в основном во 2-й пол. 19 и 20 вв. Его планировка и застройка несут печать долгого колон, господства и социального неравенства. Много построек в духе англ. теоклассики и неоготики, а также подражаний инд. архитектуре 15-18 вв. ("Ворота Индии", Музей принца Уэльского). С сер. 20 в. строятся здания в совр. европ. и амер. стилях. Ядро города -быв. англ, крепость, форт, расположенный в юго-вост. части о. Бомбей. Постоянного населения здесь почти нет - днём стекаются сотни тысяч служащих и рабочих. Район имеет правильную планировку, широкие улицы, много зелени. На терр. форта находятся правительств, учреждения, банки, магазины, университет (1857), конторы торг.-пром. монополий. К С. от форта расположены беспорядочно застроенные жилые кварталы (нижние этажи домов заняты лавочками и мастерскими) быв. "Чёрного города". В центре Б.- огромный рынок (Крофордский, 1871). Вдоль вост. берега острова тянутся склады, доки, причалы; сюда же подходят ветви обеих жел. дорог, связывающих Б. с материком. Вдоль зап. побережья острова - богатые кварталы (виллы, резиденция губернатора); в районе Малабар-Хилл - парк "Висячий сад".

Бомбей. Дома на Марин-дранв. Середина 20 в.

Полукруглое шоссе Марин-драйв ("Жемчужное ожерелье"; застроено после 2-й мировой войны многоквартирными 6-этажными домами) огибает бухту Бэк-Бей на Ю. острова, В 8 км от Бомбея -о-в Элефанта (Гхарапури) с пещерными храмами (восходят к 8 в.); в крупнейшем из них - гигантский бюст трёхликого Шивы (выс. ок. 6 м. 8 в.) и рельефы.

Город расширяется в сторону о. Солсетт, и офиц. гор. территория (с 1950) протянулась с Ю. на С., от форта до города Тханы. В сев. части Б. находятся атомный н.-и. центр Тромбей, технологический ин-т (1961-66; построен с помощью СССР), нефтеперегонный, химический, машиностроительный заводы, ТЭС, "Молочная колония" (ферма, снабжающая молоком город). М. К. Федоренко.

Бомбей. Приморская часть города.

Бомбей. Центр города.

БОМБЕЙСКАЯ ЗАБАСТОВКА 1908, первое крупное политич. выступление инд. пролетариата. Б. з. началась в ответ на судебную расправу колон, властей над руководителем нац. революц.-демократии, движения Тилаком, к-рый 22 июля был приговорён к 6 годам каторги. 23 июля рабочие Бомбея объявили всеобщую политич. забастовку, а население города -харпшл, продолжавшиеся до 29 июля, в соответствии с принятым решением ответить на каждый год приговора Тилаку одним днём стачки. Бастовало св. 100 тыс. чел. Б. з.- важнейший этап подъёма инд. нац.-освободит, движения в 1905-08.

БОМБЕЙСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ, один из крупнейших университетов Индии. Осн. в 1857. До 1904 его функции ограничивались проведением экзаменов и организацией уч. занятий в т. н. прикреплённых колледжах. После 1904 получил право непосредственной организации уч. деятельности (чтение лекций и публикация науч. работ, необходимых в процессе уч. работы). До 1948 Б. у. проводил экзамены за ср. школу, оказывая тем самым большое влияние на содержание ср. образования. Совр. структура Б. у. определена Бомбейским университетским актом 1953, согласно к-рому все прикреплённые к Б. у. колледжи вошли в его состав. Б. у. получил право определять минимальную квалификацию преподавателей, занятых в колледжах, утверждать их назначение, право контроля за учебно-воспитат. работой в колледжах. Вместе с тем сохранилась известная автономия колледжей, к-рые входят в состав Б. у. "как равные среди равных". Поэтому Б. у. наз. федеральным. После завоевания Индией независимости (1947) в ун-те расширилась подготовка кадров для с. х-ва и пром-сти, усилилось внимание к исследоват. работе в области естеств. наук и техники. По акту 1953 получил также право на организацию заочного образования. Начало этому положено организацией лекций на англ. яз. для тех, кто не имеет возможности учиться в Б. у. Кроме того, при ун-те открыты вечерние классы для рабочих с преподаванием на языках хинди и маратхи.

В 1969/70 уч. г. в Б. у. входило 58 колледжей и было 7 факультетов: гуманитарных наук, научный, коммерческий, юридич., мед. (включая фармакологию), технологич., стоматологич.

В университете обучалось св. 80 тыс. студентов. В состав Б. у. входит ряд н.-и. учреждений, в т. ч. институты педагогики, психологии и др.

3. Н. Кашина.

БОМБЕЛЛИ (Bombelli) Раффаэле (ок. 1530-1572), итальянский математик и инженер. В "Алгебре" Б. (1572) дано первое изложение простейших правил действий над комплексными величинами и их применение к исследованию т. н. неприводимого случая кубического уравнения. Лит.: Стройк Д. Я., Краткий очерк истории математики, пер. с нем., М., 1964.


БОМБОМЁТ, орудие ближнего боя (калибр от 20 до 152 мм), применявшееся в 1-ю мировую войну 1914-18 во всех армиях воюющих стран. Б. предназначался для поражения живой силы навесной стрельбой гранатами и бомбами осколочного действия массой от 2,5 до 20,7 кг; дальность стрельбы до 850 м. Б. по устройству были похожи на миномёты, но в отличие от них заряжались с казны и по мощности снарядов были непригодны для разрушения даже слабых блиндажей и убежищ, вследствие чего к концу войны уступили место миномётам.

БОМБОМЕТАНИЕ, один из осн. видов боевой деятельности авиации, заключающийся в поражении различных целей авиационными бомбами, сбрасываемыми с самолётов и др. летательных аппаратов. Теоретич. основой Б. являются баллистика авиационных бомб, теория прицеливания, теория точности и эффективности Б. Впервые Б. было осуществлено в России в 1911 на манёврах Петербургского, Варшавского и Киевского воен. округов. Первое применение Б. в боевой обстановке относится к итало-тур. войне 1911-12. В нач. 1-й мировой войны 1914-1918 Б. носило эпизодич. характер, а ок. 1916 сравнительно широко применялось гл. воюющими державами. Рус. авиация во время 1-й мировой войны имела на вооружении возд. корабли "Илья Муромец", оборудованные прицельными устройствами для Б. (прицелы Толмачёва и Стечкина, Иванова, Наумова и др.). Bо 2-й мировой войне 1939-45 Б. в широких масштабах применялось на сухопутных и морских театрах воен. действий как по фронтовым целям, так и по объектам адм.-политич. и экономич. значения Впервые теоретич. основы Б. изложены в работах Н. Е. Жуковского (1915-16) Большое значение для дальнейшего развития Б. имели труды др. сов. учёных напр., разработка баллистики бомбы Д. А. Вентцелем, теории бомбардирования А. П. Арбузовым, исследование точности бомбометания Н. Г. Бруевичем и др.

[0367-1.jpg]

Бомбометание: 1 - с горизонтального полёта: 2 -.с пикирования (а) и на выходе из пикирования (б); 3 - с кабрирования (Л. - угол отставания).


Б. выполняется с горизонтального по лёта (рис., 1), с пикирования и на выходу из пикирования (рис., 2) и с кабрировании (рис., 3). При Б. с кабрирования бомбы могут сбрасываться при углах кабрирования Л, как меньших, так и больших 90ОС Наибольшая точность достигается при Б. с пикирования и на выходе из пикирования. При Б. с кабрирования выход на цель и уход от цели происходят на малой высоте, что затрудняет действия средств ПВО. К моменту взрыва сброшенной бомбы самолёт успевает удалиться на расстояние, обеспечивающее его безопасности при применении бомб даже с мощным зарядами.

В зависимости от высоты Н, скорости V полёта самолёта и от способов Б. расстояние L от точки сбрасывания бомбы до цели может изменяться от десятков м. до десятков км. Б. A. Baxapeв

БОМБОУБЕЖИЩЕ, укрытие для людей, обеспечивающее защиту от ударного осколочного и фугасного действия авиац. бомб. Б. появились, когда возникла необходимость в защите населения городов от нападения авиации, и получили распространение во время 2-й мировой войны 1939-45. Устраивались в подвалах кирпичных или каменных жилых и общественных зданий, имевших прочные перекрытия и стены, или сооружались специально. См. Убежища.

БОМЕ (Вашпё) Антуан (26.2.1728, Санлис,- 15.10.1804, Париж), франц. химик, фармацевт и технолог, чл. Парижской АН (с 1778). В 1768 изобрёл ареометр, носящий его имя. В 1770 организовал производство нашатыря; разработал способы произ-ва фарфора, беления сырого шёлка и др. Издал ряд руководств по химии и фармации; среди них "Опытная и теоретическая химия" (т. 1-3, 1773). Был сторонником теории флогистона.

БОМИ-ХИЛС (Bomi Hills), горнопром. посёлок в Либерии, в графстве Монтсеррадо, к С. от Монровии. Добыча (с 1951) жел. руд (содержание железа от 57% до 68% ), эксплуатируемых концерном США. Вывоз руд к побережью осуществляется по жел. дороге.

БОМОН (Beaumont), город во Франции (департамент Арденны), в районе к-рого 30 авг. 1870 произошло сражение во время франко-прусской войны 1870-71. 5-й франц. корпус (с частью сил 7-го и 12-го корпусов), прикрывавший с Ю. движение Шалонской армии маршала М. Мак-Магона, потерпел поражение от превосходящих сил герм, войск (4-й прусский, 12-й саксонский и 1-й баварский корпуса) и отошёл к Седану, где Шалонская армия была окружена 1-2 сент. и капитулировала.

БОМОНТ (Beaumont) Фрэнсис (ок. 1584, Грейс-Дьё, - 6.3.1616, Лондон), английский драматург. Сын дворянина-судьи. Учился в юридич. школе. Большинство пьес Б. созданы совместно с Дж. Флетчером. Их творчество несёт печать духовного кризиса, пережитого гуманистами, когда они убедились в неосуществимости своих идеалов. В их комедии "Рыцарь пламенеющего пестика" (ок. 1607, рус. пер. 1959) высмеиваются некоторые образы и ситуации современного им англ, театра. Б. - автор комедии "Женоненавистник" (1607), пьесы "Маска для джентльменов Грейз-инна и Иннертемпла" (1613), посвящённой Ф. Бэкону. Доамы 1619-21 "Король и не король", "Трагедия девушки", "Тиерри и Теодорет" написаны в духе "кровавой трагедии" того времени. В жанре трагикомедии написана пьеса "Филастр" (1620).

Соч.: Works, v. 1 -10, Camb., 1905 - 12; в рус. пер.- Филастр, в сб.: Современники Шекспира, т. 2, М., 1959.

Лит.: История английской литературы, т. 1, в. 2, М.-Л., 1945; AppletonW. W., Beaumont and Eletcher, a critical study, L., [1956]; Fletcher J., Beaumont and Fletcher, [L., 1967] (библ. с. 50-60).

БОМОНТ (Beaumont), город на Ю. США, в шт. Техас. Расположен на р. Нечес; соединён каналом Сабин-Нечес с Мексиканским зал. 120 тыс. жит., с пригородной зоной 316 тыс. жит. (1967). Крупный мор. порт (вывоз нефти, химикалий, риса). Узел жел. дорог, нефте- и газопроводов. Занятых в обрабат. пром-сти ок. 35 тыс. чел. (1967). Важный центр нефтеперабат. и нефтехимич. пром-сти, произ-ва синтетич. каучука. Произ-во оборудования для нефтяной пром-сти. Судостроение. Пищ. пром-сть.

БОН, Б о о н (Boon) Луис Поль (р. 15.3. 1912, Алст), бельгийский писатель. Пишет на флам. яз. Печататься начал в 1937.

Романы "Предместье растёт" (1943), "Абель Халартс" (1944), "Забытая улица" (1946) посвящены жизни трудящихся. Б.- автор антивоен. памфлета "Моя маленькая война" (1947). Романам "Путь к часовне" (1953), "Братья по оружию" (1955), "Ничто не исчезает" (1956) свойственна антибурж. направленность, но социальная тема выражена слабее, упор сделан на остроту сюжета и психологизм. Б.- автор сюрреалистического романа "Райская птица" (1958).

Лит.: Claus H., L. P. Boon, Brussel, 1964; Lissens R. F., De vlaamse letterkunde van 1780 tot heden, Amst.- Brussel, 1967.

БОН, прежнее, официально употреблявшееся в колон, период название г. Аннаба в Алжире.

БОНАВЕНТУРА (Bonaventura), собственно- Джованни Ф и д а н ц a (Fidanza) (1221, Тоскана,-15.7.1274, Лион), итальянский философ и католич. церк. деятель, один из крупнейших представителей поздней схоластики, кардинал (с 1273). Был причислен к лику святых (1482) и к числу пяти величайших учителей церкви (1587). Как генерал францисканского ордена (с 1257), преследовал сторонников радикального крыла ордена. Учился в Парижском ун-те, где затем был профессором. Развивал идеи Платона и Августина, сдержанно относясь к аристотелизму. Универсалии мыслил как божеств. прототипы вещей. Полное знание считал достижимым не через чувства или схоластич. спекуляцию, а лишь через мистич. созерцание, постижение абсолюта в экста-тич. слиянии с богом. Ортодокс, мистика Б., испытавшая влияние Бернара Клер-веского, противостояла еретич. мистике Иоахима Флорского.

Соч.: Opera omnia, t. 1 -10, [Quaracchi], 1882-1902.

Лит.: Gilson E., La philosophic de S. Bonaventura, 2 ed., P., 1943. С. М. Стан.

БОНАЛЬД (Bonald) Луи Габриель Амбруаз (2.10.1754-23.11.1840), французский политич. деятель и публицист, философ-идеалист. Состоял в войсках принца Конде, боровшихся против революц. Франции. После реставрации Бурбонов (1814) был одним из лидеров ультрароялистов в палате депутатов. Революция 1830 положила конец его политич. деятельности. В гл. соч. "Теория политической и религиозной власти в гражданском обществе" (1796) ожесточённо полемизировал с философией франц. Просвещения с крайних клерикальных позиций. В противовес теории общественного договора, защищал идею божеств. происхождения монархии как наилучшей формы государства, вытекающей из самой природы человека. Основой духовной жизни и социальных порядков считал незыблемые традиции, главная из к-рых - христианство; взгляды Б. получили название традиционализма.

Соч.: Oeuvres completes..., v. 1 - 3, P., 1859.

Лит.: История философии, т. 3, [М.], 1943, с. 383-88; Bonald V. М. E. d е, De la vie et des ecrits de M. le yicomte de Bonald, Avignon, 1853; Moulinie H., De Bonald. La vie, la carriere politique, la doctrine, P., 1916. Л.И.Герман.

БОНАНГ, индонез. ударный муз. инструмент. Набор бронзовых гонгов, укреплённых в горизонтальном положении на деревянной подставке. Исполнитель ударяет по ним палочкой, обмотанной на конце тканью или верёвкой. Иногда под каждым гонгом помещается глиняный резонатор. Звук Б. мягкий, певучий, медленно угасающий. Применяется в оркестре гамелан.

БОНАПАРТИЗМ, термин, употреблявшийся первоначально для обозначения воен. диктатуры, установленной во Франции в 1799 после Великой франц. революции Наполеоном Бонапартом (см. Наполеон I), и диктатуры Луи Бонапарта (см. Наполеон III), пришедшего к властз в 1851 после поражения Революции 1848. В дальнейшем термин был распространён на любую контрреволюционную диктатуру крупной буржуазии, опирающуюся на военщину и на реакционно настроенные слои отсталого крестьянства и лавирующую между борющимися классами в условиях неустойчивого равновесия классовых сил. Так, напр., В. И. Ленин политику буржуазии в России в период, последовавший за Июльским кризисом 1917, оценивал как бонапартистскую. В связи с этим Ленин писал: "Бонапартизм есть форма правления, которая вырастает из контрреволюционности буржуазии в обстановке демократических преобразований и демократической революции" (Поли. собр. соч., 5 изд., т. 34, с. 83). Б. сочетает социальную демагогию с активной шовинистич. пропагандой и агрессией, с политикой удушения демократич. свобод и революц. движения путём широкого использования полицейско-бюрократич. аппарата и церкви. Элементы Б. были свойственны правлению О. Бисмарка в Германии, П. А. Столыпина в России.

Лит.: Маркс К., Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта, Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 8; Энгельс Ф., Действительные причины относительной пассивности французских пролетариев в декабре прошлого года, там же; его же, Роль насилия в истории, там же, т. 21; Ленин В. И., Об оценке текущего момента, Полн. собр. соч., 5 изд., т. 17; е г о же, Начало бонапартизма, там же, т. 34; его же, За деревьями не видят леса, там же.

БОНАПАРТИСТЫ, сторонники восстановления во Франции династии Бонапартов после падения Первой империи (1804-14) и Второй империи (1852-70). В период Революции 1848 Б. способствовали приходу к власти племянника Наполеона I принца Луи Бонапарта (см. Наполеон 111), установившего после гос. переворота 2 дек. 1851 бонапартистский режим (см. Бонапартизм). В Третьей республике Б. были одной из монархистских партий.

БОНАПАРТЫ (франц. Bonaparte, итал. Buonaparte), франц. императорская династия, осн. в 1804 Наполеоном I Бонапартом, правившая в 1804-14 и 1815 и реставрированная в 1852 Наполеоном III. Б.- братья Наполеона I, за исключением Люсьена Б. (1775-1840), были поставлены Наполеоном I во главе завоёванных франц. армией или вновь образованных в результате франц. завоеваний государств: Жозеф Б. (1768-1844) в 1806-08-неаполитанский король, в 1808-13-король Испании; Луи Б. (1778-1846) в 1806-10 - король Голландии; Жером Б. (1784-1860) в 1807-13 - король Вестфалии. Сестры Наполеона I: Элиза (1777-1820) - принцесса Луккская и Пьомбинская в 1805-14, великая герцогиня Тосканская в 1809-14; Полина (1780-1825) - герцогиня Гуастальская (в Италии) с 1806; Каролина (1782-1839) - жена маршала И. Мюрата, в 1808-15 неаполитанского короля. Сын Наполеона I от брака с Марией Луизой Франсуа Шарль Жозеф Б. (1811-32) - герцог Рейхштадтский, именовавшийся его сторонниками Наполеоном II, с 1814 жил при дворе деда, австр. императора Франца I; политич. роли не играл. Племянник Наполеона I Луи Наполеон Б. (1808-73), сын Луи Б., в дек. 1848 стал президентом Франц. республики, а в дек. 1852 - императором Франции под именем Наполеона III (правил в 1852-1870). После низложения Наполеона III в результате революции 4 сент. 1870 династия Б. перестала править.

Е. В. Бондаренко.

М. 3. Бондаренко.

БОНВИЛЬ (Bonneville) Никола (13.3. 1760, Эврё,-9.11.1828, Париж), деятель Великой франц. революции, публицист. Вместе с аббатом К. Фоше основал в конце 1789 "Социальный кружок", ставший одним из идейных и организационных центров респ. движения в Париже. В 1790-91 редактор газ. "Буш де фер" ("La Bouche de fer"), в к-рой резко критиковал социальное неравенство и вёл пропаганду эгалитарных (уравнительных) идей, требуя перераспре