загляните на купон-скидку или справочники: окна kbe, окна veka, окна rehau, остекление балкона, остекление лоджии, изготовление окон, монтаж окон, остекление, производство окон, металлопластиковые окна, окна пвх, пластиковые окна, установка окон, стеклопакеты и евроокна.



ВСЁ О СТРОИТЕЛЬСТВЕ, ЖЕЛЕЗОБЕТОНЕ, БЕТОНЕ, АРХИТЕКТУРЕ И НЕ ТОЛЬКО...:
ОПРЕДЕЛЕНИЯ:

АСФАЛЬТИРОВАНИЕ, устройство асфальтобетонных покрытий на автомобильных дорогах, улицах, аэродромах и т. п. путём укладки и уплотнения асфальтобетонной смеси по предварительно подготовленному основанию. В зависимости от назначения покрытия асфальтобетонную смесь (асфальтобетон) укладывают в один или два слоя на основание из щебня, гравия (нежёсткое основание) или бетона (жёсткое основание). Нижний слой толщиной 4-5 см устраивают из крупно- или среднезерни-стой смеси с остаточной пористостью 5-10% ; верхний слой толщиной 3-4 см-из средне- или мелкозернистой смеси (остаточная пористость 3-5%). При тяжёлых нагрузках и интенсивном движении транспорта покрытия устраивают 3-4-слойными общей толщиной 12-15 см. АСФАЛЬТИРОВАНИЕ начинается с очистки основания от пыли и грязи механич. дорожными щётками и поливомоечными машинами, исправления неровностей основания, обработки его поверхности жидким битумом или битумной эмульсией. Асфальтобетонная смесь приготовляется в асфальтобетоно-смесителях на стационарных или полустационарных заводах (установках), доставляется на место автомобилями-самосвалами и загружается в приёмный бункер асфалътобетоноукладчика, к-рый укладывает, разравнивает и предварительно уплотняет смесь. Окончат. уплотнение осуществляется катками дорожными. .


КОММУНАЛЬНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО, отрасль строительства, занятая сооружением объектов, связанных с обслуживанием жителей городов, посёлков городского типа, районных сельских центров и населённых пунктов сельской местности. В числе этих объектов: системы водоснабжения и канализации с очистными сооружениями и сетями; сооружения городского электрического транспорта с путевым, энергетическим хозяйством, депо и ремонтными предприятиями; сети газоснабжения и теплоснабжения с распределительными пунктами, районными и квартальными котельными; электрические сети и устройства напряжением ниже 35 кв; гостиницы; городские гидротехнические сооружения; объекты внешнего благоустройства населённых мест, озеленения, дороги, мосты, путепроводы, ливнестоки; предприятия санитарной очистки, мусороперерабатывающие и др. Планомерное развитие КОММУНАЛЬНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА в СССР началось ещё в 1-й пятилетке и осуществлялось нарастающими темпами до начала Великой Отечеств, войны 1941-45. В годы 4-й пятилетки (1946-50) проводились работы по восстановлению объектов коммунального назначения, разрушенных во время нем.-фаш. оккупации. В последующие годы КОММУНАЛЬНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО велось высокими темпами в связи с бурным развитием промышленности, культуры, увеличением численности городов и посёлков городского типа .
ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО, теория и практика планировки и застройки городов (см. Город). ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО определяют социальный строй, уровень развития производственных сил, науки и культуры, природно-климатичие условия и национальные особенности страны. ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО охватывает сложный комплекс социально-экономических, строительно-технических, архитектурно-художественных, а также санитарно-гигиенических проблем. Общим для ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО досоциалистических формаций является большее или меньшее влияние на него частной собственности на землю и недвижимое имущество..
ЗЕЛЁНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО, составная часть современного градостроительства. Городские парки, сады, скверы, бульвары, загородные парки (лесопарки, лугопарки, гидропарки, исторические, этнографические, мемориальные), национальные парки, народные парки, тесно связанные с планировочной структурой города, являются необходимым элементом общегородского ландшафта. Они способствуют образованию благоприятной в санитарно-гигиеническом отношении среды, частично определяют функциональную организацию городских территорий, служат местами массового отдыха трудящихся и содействуют художественной выразительности архитектурых ансамблей. При разработке проектов садов и парков учитывают динамику роста деревьев, состояние и расцветку их крон в зависимости от времени года.

Главная страница
Поиск по сайту
Оглавление страниц

Объяснение слов: словарь, справочник, информация. Строительство, экономика, промышленность - все сферы жизни: от А до Г, от Г до П и от П до Я

императрицы Елизаветы Петровны, СПБ, 1910; История живописи всех времен и народов, т. 1-4, СПБ, 1912-17 (не окончено); Возникновение "Мира искусства", Л., 1928; Жизнь художника. Воспоминания, т. 1 - 2, Ныо-Йорк, 1955; Александр Беиуа размышляет... Г статьи и письма 1917 - 1960 гг.], М., 1968; Memoirs, v. 1 - 2, L., 1960 - 64.

Лит.: Эрнст С., А. Бенуа, П., 1921; Э т к и н д М., А. Н. Бенуа, Л.- М., 1965.

В. М. Петюшенко.

БЕНУА Леонтий Николаевич [11(23). 8. 1856, Н. Петергоф, близ Петербурга,- 8.2.1928, Ленинград], русский архитектор, засл. деят. иск-в РСФСР (1927). Сын арх. Н. Л. Бенуа. В 1879 окончил петерб. АХ. Преподавал в петерб. Ин-те гражд. инженеров (1884-92, 1920-27). Проф. (1892-1927) и ректор (1903-06 и 1911-17) АХ. Почётный пред. Об-ва архитекторов-художников, ред. журн."Зодчий" (1892-95). Строил в Петербурге (Академич. капелла им. М. И. Глинки, 1885-89; корпус, ныне сов. отдел, Рус. музея, 1914-16), Москве, Киеве, Варшаве; создал проект преобразования Петербурга (1910-13, с арх. М. М. Пере-тятковичем и инж. Ф. Е. Енакиевым).

Лит.: Ружже В. Л., Градостроительные взгляды архитектора Л. Н. Бенуа, в сб.: Архитектурное наследство, Г в.] 7, Л.- М., 1955.

Л. Н. Б е н у а. Жилой дом на Кировском проспекте в Ленинграде. 1911-13.

А. Н. Бенуа. Иллюстрация к поэме А.С.Пушкина "Медный всадник". Тушь, акварел ь .белила. 1916-22. Собрание И. С. Зиль-берштейна. Москва.

БЕНУА Николай Леонтьевич [1(13). 7.1813, Петербург, -11(23).12.1898, там же], русский архитектор. В 1827-36 учился в петерб. АХ, с 1857 проф. АХ. В 1890-93 пред. Петерб. об-ва архитекторов. Работал в Петербурге и его окрестностях. Достраивал крупные ансамбли, напр. Петергоф (ныне Петродворец; 1848-59), мастерски подражая историч. стилям (фрейлинские дома, 1858) и тактично вписывая свои постройки в сложившийся ансамбль или парковый комплекс ("Швейцарский домик"- в Кускове, 1870). Построил также ряд ж.-д. вокзалов (напр., в Петергофе, 1855-57), в к-рых применял новые, металлич. конструкции, воспроизводя в металле готич. каркас.

БЕНУА (Benoit) Пьер (16.7.1886, Альби, деп. Тарн,-3.3.1962, Сибурн, близ Сен-Жан-де-Люз), французский писатель, чл. Франц. академии (1931). Детские годы провёл в Тунисе и Алжире. В 1914 опубликовал сб. стихов "Диадумен", посвящённый М. Барресу. Колониальные романы Б. построены на экзотич. материале, отличаются надуманным психологизмом, эротикой и нередко мистицизмом: "Кенигсмарк" (1918, рус. пер. 1923), "Атлантида" (1919, рус. пер. 1922), "Властительница Ливана" (1924, рус. пер. 1924), "Колодцы Иакова" (1925) и др. Позднее опубликовал романы "Затерянный город" (1954), "Фабриций" (1956) и др.

Лит.: История французской литературы, т. 4, М., 1963; Benoit P. et G u i-mard P., De "Koenigsmark" a "Montsalvat". Quarante annees - quarante romans, P., [1958]. Н.Н.Козюра.

БЕНУАР (франц. baignoire), ложи в театре, расположенные по обеим сторонам партера на уровне сцены или неск. ниже.

БЕНУЭ (на яз. банту - мать вод), река в Зап. Африке, большая часть течения в Нигерии, гл. лев. приток Нигера. Дл. 960 км. Исток - в Камеруне. Равнинная река, текущая в широкой долине по плодородным и густонаселённым районам зоны влажных саванн. Близ устья достигает шир. 1,5 км. Паводок с июня по сентябрь. Судоходна до г. Иби, в сезон дождей - до г. Гарва (ок. 900 км от устья). В устье - г. Локоджа.

БЕНФЕЙ (Benfey) Теодор (28.1.1809, г. Нёртен,-26.6.1881, Гёттинген), немецкий филолог. Автор исследований по классич. языкам, сравнит. языкознанию и инд. филологии. Опубликовал древне-инд. тексты, в т. ч. "Гимны Самаведы" (1848), санскритскую грамматику и знаменитый сб. рассказов "Панчатантра" ("Пятикнижие"), вышедший в 1859 с обширным предисловием, к-рое является программной работой по теории заимствования (см. Миграционная теория). Инд. литература, по Б.,- единств. источник сказочных сюжетов народов мира. Б. указал периоды особенного культурного влияния Востока на европ. Запад и пути странствования сюжетов. Характерное для теории заимствования игнорирование нац. и социальных факторов развития фольклора и литературы, оперирование сюжетными схемами взамен конкретных текстов присущи и этому ТРУДУ Б. Из последователей Б. известны: Гастон Парис и Э. Коскен (Франция), А. Клоустон (Англия), М. Ландау (Германия). Б.- автор " Санскритско-англий-ского словаря" (1866) и работы "История языкознания и восточной филологии в Германии" (1869).

Соч.: Geschichte der Sprachwissenschaft und orientalischen Philologie in Deutschland, seit dem Anfange des 19 Jahrhunderts..., Munch., 1869.

Лит.: Савченко С. В., Русская народная сказка (История собирания и изучения), К., 1914. Э. В. Померанцева.

БЕНХА, город в ОАР, в Ниж. Египте, адм. ц. мухафазы Кальюбия. 63,8 тыс. жит. (1966). Крупный ж.-д. узел. Торг. центр с.-х. р-на (зерновые, хлопчатник, масличные). Хлопкоочистка. Маслоб. предприятия.

БЕНЧ (геол.), то же, что абразионная терраса.

БЕНЬКОВ Павел Петрович [8(20).12. 1879, Казань, -16.1.1949, Самарканд], советский живописец, засл. деят. иск-в Узб. ССР (1939). Учился в петерб. АХ (1901-06) у Д. Н. Кардовского и в академии Жюлиана в Париже (1906). Чл. АХРР (с 1922). Преподавал в художеств. уч. заведениях Казани (1909-29) и Самаркандском художеств, уч-ще (с 1930).

П. П. Беньков. "Письмо с фронта". 1945. Музей искусств Узбекской ССР. Ташкент.

Сыграл большую роль в становлении сов. иск-ва и воспитании нац. художников в Тат. АССР и Узб. ССР. В своих произв., отмеченных чертами пленэризма (жанровые и историч. композиции, портреты, пейзажи), отразил красочный нац. быт, архитектуру городов, природу, облик новых людей Узбекистана ("Базар в Бухаре", 1929, Музей иск-в Узб. ССР, Ташкент; "Девушка - хивинка", 1931, Третьяковская гал.; "Портрет колхозника-ударника", 1940, Музей иск-ва народов Востока, Москва).

Лит.: П. П. Беньков. 1879 - 1949. Каталог, М., 1961; Никифоров Б. М., Павел Петрович Беньков, М., 1967.

БЕНЬЯМИН (Benjamin) Вальтер (15.7. 1892, Берлин,-27. 9.1940), немецкий философ, социолог, литературный критик. До 1933 жил в Берлине, затем в эмиграции в Париже. При попытке бежать из оккупированной Франции был задержан на испанской границе и покончил с собой. Характерные для Б.отказ от абстрактной систематики и обращение к исторической конкретности индивидуального и особенного проявились в его философско-историч. соч. "Происхождение немецкой трагедии" (1928), многочисл. эссе ("Париж, столица 19 века" и др.) и статьях. Одним из первых дал социологич. анализ изменений обществ. функции и смысла художеств. произведения, связанных с его массовым технич. воспроизведением и исчезновением его "ауры" - ореола уникальности и неповторимости. Оказал большое влияние на Т. Адорно и его школу.

Соч.: Schriften, Bd 1-2, [Fr./M.], 1955; Ausgewahlte Schriften, Bd 1-2, [Fr./M., 1961-66].

Лит.: Tiedemann R., Studien zur Philosophic W. ..Benjamins, [Fr./M., 1965] (имеется библ.); Uber W. Benjamin, [Fr./M., 1968]. А. В. Михайлов.

БЕНЬЯМИН (Benjamin) Ласло (р. 15.12.1915, Будапешт), венгерский поэт. Начал печататься во 2-й пол. 30-х гг. В 1931-40 работал печатником, металлистом, участвовал в рабочем движении, в 1940-45 работал на заводе. Исполненная глубокого драматизма поэзия Б. (сб-ки "После сотворения мира", 1948; "Вечно жить", 1949; "Пятое время года", 1962, и др.) насыщена социалистич. гражданственностью, глубокими раздумьями о месте человека в обществе. Б. дважды лауреат пр. Кошута.

Лит.: Кланицаи Т.,Саудер И., Сабольчи М., Краткая история венгерской литературы XI -XX в., [Будапешт], 1962. О. К. Россиянов.

БЕНЬЯН, Баньян (Bunyan) Джон (11.1628, Элстоу,-31.8.1688, Лондон), английский писатель. Сын сел. лудильщика, был медником. Во время Англ. революции 17 в. стал религ. проповедником пуритан. В период реставрации Стюартов 12 лет пробыл в заключении, где написал ал-легорич. роман "Путь паломника" (ч. 1 -2, 1678-84, в рус. пер. "Путешествие пилигрима", 1878). Религ. морализаторство в романе Б. сочетается с изобличением аристократии и буржуазии. В "Жизни и смерти мистера Бэдмана" (1680) Б. впервые в англ, лит-ре сатирически изобразил бурж. стяжателя. Аллегорич. образом "ярмарки тщеславия", встречающимся в произв. Б., воспользовался У. Теккерей в одноим романе.

С о ч.: The entire works, v. 1-4, [L., 1859-60]; в рус. пер.- Буньян Иоан, Сочинения, 3 изд., ч. 1 - 4, М., 1819.

Лит.: История английской литературы, т. 1, в. 2, М. - Л., 1945; LindsayJ., J. Bunyan, maker of myths, L., 1937; Talon H. A., John Bunyan, L. [a. o.], 1956.

БEHЮK (Beniuc) Михай (р. 20.11.1907, с. Себиш, уезд Арад), румынский поэт, акад. (1955). Первый революционно-романтич. период творчества Б. связан с извечной мечтой рум. крестьянства о свободе и земле. После освобождения страны от фашизма (1944) в сб-ках "Человек ждёт восхода солнца" (1946), "Яблоня при дороге" (1954), "Жизнеспособность" (1955), "Сердце старого Везувия" (1957), "Другие пути" (1967), "Мозаика" (1968) Б. выступает как поэт социализма. Гос. пр.

Соч.: Poezii, Buc., 1969; в рус. пер.-Стихи, М., 1958.

Лит.: Кожевников Ю., Поэзия Михая Бенюка, в кн.: Писатели стран народной демократии, в. 2, М., 1958: его же, Поэт неутомимого сердца, "Иностранная литература", 1970, №5. Ю. А. Кожевников

"БЕОВУЛЬФ" (Beowulf), памятник древнего англо-саксонского эпоса. В 1-й ч. рассказывается, как витязь короля геатов (сканд. племени на Ю. Швеции) Беовульф освобождает Данию от чудовища. Во 2-й ч. Беовульф, правивший геатами 50 лет, убивает дракона, угрожавшего стране, но сам умирает. Поэма сохранилась в единств. рукописи нач. 10 в. на древнеангл. яз. В основе её - нар. героич. сказания 6 в.; в 8-9 вв. она подверглась обработке книжника, внёсшего в неё христ. элемент.

Лит.: История английской литературы, т. 1, в. 1, М.-Л., 1943; Chambers R. W., Beowulf, 3 ed., Camb., 1959.

БЕОТИЯ (Boiotia), область в Ср. Греции. Первые гос. образования на территории Б. возникли в микенское время (3-2-е тыс. до н. э.). В 8-7 вв. до н. э. в Б. шёл процесс социального расслоения. Ведущее положение в экономич. и политич. жизни приобрела землевла-дельч. знать, поддерживавшая персов во время греко-персидских войн 500 -449 до н. э. и выступавшая на стороне Спарты против Афин в период Пелопоннесской войны 431 -404 до н. э. В 4 в. до н. э. в Б. усиливается демократич. движение, создаётся фактически федеративное беотийское гос-во (на основе древнейшего союза беотийских городов) во главе с Фивами, к-рое на короткое время (379-362 до н. э,) при вождях фиванской демократии Пелопиде и Эпаминонде стало крупнейшей политич. силой в Греции. Однако кровопролитные войны со Спартой 378-362 до н. э. настолько ослабили Б., что после 362 до н. э. объединение беотийских городов потеряло прежнее значение. В -338 до н. э. беотий-ский союз был распущен. В 3-2 вв. до н. э. восстановлен. Окончательно союз был распущен в 146 до н. э. В римское время (2 в. до н. э.-4 в. н. э.) города Б. пришли в упадок. В совр. Греции бывшая территория Б. составляет один из номов того же названия (центр -Левадия).

Лит.: Л у р ь е С. Я., Беотийский союз, СПБ, 1914; В u s о 1 t G., S w о b о d a H., Griechische Staatskunde,3 Aufl., H. 2 Munch., 1926; G u i 1 1 о n P., La Beotie antique, P., [1948]. Э. Д. Фролов.

БЕППУ, город в Японии, в префектуре Оита, на С.-В. о. Кюсю, на берегу зал. Беппу. 143 тыс. жит. (1967). Ж.-д. станция. Предприятия лёгкой и хим. пром-сти. Известный курорт. Горячие минеральные углекислые гидрокарбонатно-натриевые и сульфатные источники. Применяется метод зарывания в песок, согретый и увлажнённый минеральной водой. Лечение больных ревматизмом, с заболеваниями периферич. нервной системы. Бальне-ологич. н.-и. ин-т.

БЕР (Ваег) Жан Жорж (р. 12.2.1902, Лондон), швейцарский зоолог-паразитолог. Учился в Невшательском, Женевском и Парижском ун-тах. Чл. Рокфеллеровского фонда, вице-президент Меж-дунар. совета биологич. об-в (IUBS), чл. ряда научных об-в США и Англии, почётный доктор ун-та в Монпелье (Франция). Автор св. 200 работ по паразитологии, ряда статей по охране природы и Международной биологической программе (МБП). Участник экспедиций в тропич. Африку и в Арктику. Исследования Б. по темноцефалам и ленточным червям птиц и млекопитающих легли в основу совр. представлений об этих паразитах. Награждён золотой медалью Об-ва акклиматизации и охраны природы в Париже.

П. Ж. Беранже.

Л. Бербанк.

Соч.: Etude monographique du groupe des temnocephales, "Bulletin Biologique de la France et de la Belgique", 1931, t. 65, p. 1 -406; Le parasitisme, Lausanne, 1946; Ecology of animal parasites, 2 ed., Urbana, 1952.

БЕР (Bert) Поль (19.10.1833, Оксер, Йонна,-11.11.1886, Ханой), французский естествоиспытатель и врач, член Института Франции (1881). Доктор медицины (1863) и доктор естеств. наук (1866). Ученик и преемник К. Бернара по кафедре физиологии на ф-те естеств. наук в Сорбонне (1869), основоположник совр. авиационной и подводной медицины. Его исследования по пересадке и прививке животных тканей явились ценным вкладом в пластич. хирургию. В 1869 Б. опубликовал "Лекции по сравнительной физиологии дыхания". Клас-сич. труд Б. о барометрическом давлении (1878) остался неоценённым и лишь 30 лет спустя англ, физиолог Дж. С. Хол-дейн назвал Б. отцом учения о влиянии барометрич. фактора на животный организм. "Лекции по зоологии" переведены на рус. язык (1882, 4 изд. 1904).

Соч.: La pression barometrique, P., 1878. Г. Э. Фельдман.

БЕРАНЖЕ (Beranger) Пьер Жан (19.8.1780, Париж,-16.7.1857, там же), французский поэт. Воспитывался у деда-портного; с детских лет воспринял освободит. идеи Великой франц. революции. В своих первых поэтич. опытах подражал т. н. высоким жанрам классицизма, но вскоре обратился к песне. Б. поднял традиц. фольклорный куплет с рефреном до уровня профессионального иск-ва. Он придал песне жанровое и композиц. разнообразие, невиданную гибкость, позволявшую ей превращаться под его пером в любой из "высоких" жанров - в оду, гимн, дифирамб. Б. создал песню-марш, песню-призыв, песню-памфлет, сатирич. песню, публицистическую, элегическую, любовно-эротическую. Нек-рые его песни построены как лирич. монолог, как ораторское выступление или жанровая картинка. Иногда песня Б.- портретная зарисовка или миниатюрная новелла. В пору Первой империи (1804-14) песни Б. отличаются эпикуреизмом, добродушным юмором; политич. сатира встречается лишь изредка - напр., песня "Король Ивето" (1813), иносказательно высмеивающая Наполеона I. Тон песен Б. резко меняется в годы Реставрации: поэт становится выразителем нар. вражды к Бурбонам, к дворянско-католич. реакции; его политич. сатира достигает расцвета. С едкой насмешливостью, с плебейской прямотой бичует Б. королевскую власть ("Бесконечномалые"), своекорыстных тупиц дворянской эмиграции ("Маркиз де Караба", "Белая кокарда"), католич. духовенство и иезуитов ("Святые отцы", "Смерть сатаны"), противопоставляя им образы наполеоновских солдат ("Старый сержант", "Старый капрал"). Дважды Б. привлекался к суду (1821 и 1828) за сб-ки песен и попадал в тюрьму. Вожди офиц. оппозиции -бурж. либералы не раз предавали его. Однако Б. был непоколебим в своей борьбе и твёрдо верил в падение режима Реставрации ("14-е июля").

Б. участвовал в Июльской революции 1830 и воспел её, но вскоре увидел, что бурж. монархия не облегчила положение народа ("Жак", "Старый бродяга"). В поисках выхода он обратился к утопич. социализму, славил его учителей ("Безумцы"). Отвращение к владычеству фи-нанс. аристократии, отразившееся у Б. в резких антибурж. песнях ("Бонди"), возвращало поэта к мысли о новой революции ("Идея"). Нарастание нар. недовольства в 40-х гг. отозвалось у Б. в песне "Потоп", предвещавшей Революцию 1848.

К. Маркс называл Б. "бессмертным". Рус. революц. демократы В. Г. Белинский, Н. Г. Чернышевский, Н. А. Добролюбов высоко ценили его наследие. В 50-60-х гг. 19 в. огромную популярность его песням придали переводы В. С. Курочкина и М. Л. Михайлова. Много переводили из Б. сов. поэты (П. Антокольский, В. Дмитриев, В. Левик, В. Рождественский и др.).

Соч.: CEuvres completes, v. 1 - 4, P., 1868 - 78; Ma biographie, P.. 1857; Correspon-dance, v. 1-4, P., 1860; в рус. пер.- Полное собр. песен в переводах русских поэтов, Тифлис, 1893; Поли. собр. песен, 2 испр. изд., т. 1-2, М., 1936; Сочинения, М., 1957.

Лит.: Горбов Д., Жизнь и творчество Беранже, М., 1925; Данилин Ю., Беранже и его песни, М., 1958; Беликовский С., П. Ж. Беранже, в кн.: Писатели Франции, М., 1964; С т а р и ц ы н а 3. А., Беранже в России. XIX век, М., 1969; Boiteau P., Vie de Beranger, P., 1861; Arnould A., Beranger, ses amis, ses en-nemis et ses critiques, v. 1 - 2, P., 1864; Fischer J. O., Pierre-Jean de Beranger, В., [1960], Touchard J., La gloire de Beranger, [v.] 1 - 2, P., 1968 (имеется библ.).

Ю. И. Данилин.

БЕРАР, историч. область в центр. Индии. В 1490 здесь возник султанат Б., отделившийся от гос-ва Бахманидов. В 1572 был завоёван султанатом Ахмад-нагаром. В 17 в. Б. включён в гос-во Великих Моголов. В 18 - нач. 19 вв. принадлежал частично гос-ву Хайдарабад, частично маратхам. В 1853 попал в подчинение англ. Ост-Индской компании. В Республике Индия Б. до 1960 входил в шт. Бомбей, в 1960 был включён в шт. Махараштру.

БЕРАРДИУСЫ, род млекопитающих подотряда зубатых китов; то же, что плавуны.

БЕРАТ, Б е р а т и (Berati), город в юж. части Албании, на р. Осуми; адм. ц. района Берат. 24 тыс. жит. (1967). Торг, центр района табаководства,садоводства и виноградарства. Хл.-бум. пром-сть, обработка маслин и табака. Вблизи Б., в Ку-чове, нефтепромыслы. Б. известен с 4 в. до н. э., во 2 в. до н. э. назывался Антипат-рея, в нач. ср. веков - Пульхериополис, с 9 в.- Белиград (отсюда Берат).

Архит. памятники: остатки крепости 13 в., ср.-век. жилые кварталы, церковь св. Марии Влахернской (13 в., фрески -1578, Николай из Неокастра), собор (18 в.) с резным дерев, иконостасом (19 в.), молельня секты хельветов (1782), мост через р. Осуми (1780). Краеведч. музей с памятниками археологии и прикладного иск-ва.

БЁРБАНК (Burbank) Лютер (7.3.1849, Ланкастер, шт. Массачусетс,-11.4.1926, Санта-Роза, Калифорния), американский селекционер-дарвинист, учёный-самоучка, создавший много новых сортов плодовых, овощных, полевых и декоративных культур. Родился в семье фермера. В 1875 заложил в Санта-Розе, а позже в Себастополе (близ Санта-Розы) плодово-декоративный питомник, в к-ром работал до конца жизни. Из семян, полученных от свободного опыления и межсортовой, межвидовой и межродовой гибридизации, Б. вывел сливу без косточки, плумкот (гибрид сливы с абрикосом), кактус без колючек, дающий вкусные плоды и ценный корм скоту, съедобный карликовый каштан, приносящий плоды на 2-м году жизни, грецкий орех с тонкой, как бумага, скор лупой, айву с ананасным запахом, белую ежевику, ежевику без шипов, сладкий лук с луковицами массой более 1 кг, душистый георгин, голубой мак, гигантские амариллисы с цветами до 30 см в диаметре. Наибольших успехов Б. добился в работе со сливой, создав 113 сортов этой культуры. Лучшие -Санта-Роза, Уиксон, Бербанк, Америка, Бьюти, Чернослив сахарный, Клаймакс, Дюарт, Широ. Многие из них разводят, кроме США, в Аргентине, Сев. и Юж. Африке, Австралии и Новой Зеландии.

Передовые учёные видели в Б. талантливого представителя творч. дарвинизма. К. А. Тимирязев называл его "рабочим-чудотворцем", ставил его имя в ряд с передовыми учёными и селекционерами. И. В. Мичурин высоко ценил своего калифорнийского коллегу, к-рый "не был копиистом и не был чужеучкой, вёл работу своими оригинальными способами улучшения... Лишь одно глубокое изучение законов жизни растений дало ему возможность улучшать и пополнять ассортименты плодовых растений" (Соч., т. 4, 1948, с. 422).

Не получая никакой поддержки от правительства, постоянно нуждаясь в средствах, Б. не мог целиком отдаться творческой деятельности. Его работы в Америке не получили должного развития, многие выведенные им сорта утеряны или забыты. Портрет стр. 203.

С о ч. в рус. пер.: Избр. соч., М., 1955.

Лит.: Тимирязев К. А., Два дара науки, Соч., т. 9, М., 1939; Гарвуд А., Обновленная земля, в сокращ. изложении К. А. Тимирязева, М., 1919.

БЁРБАНК (Burbank), город на 3. США, в шт. Калифорния; сев. пригород Лос-Анджелеса. 89 тыс. жит. (1969). В промышленности занято 35 тыс. чел. Самолётостроение. Киностудия.

БЁРБЕДЖ (Burbage) Ричард (ок. 1567 -ум. 1619, Лондон), английский актёр. Сын Джеймса Б. и брат Катберта Б.-театр. деятелей Англии. Б. - крупнейший актёр англ. театра эпохи Возрождения, друг и постоянный сотрудник У. Шекспира. Входил в труппу "Слуги лорда-камергера", в составе к-рой был и Шекспир. Б. обладал трагедийным дарованием, для него Шекспир написал роли: Ричард III, Гамлет, Отелло, Лир, Макбет и др. Современники Б. свидетельствуют о большом мастерстве актёра, даре сценич. перевоплощения, богатстве мимики и жеста.

БЕРБЕРА, город в Сомалийской Республике. 20 тыс. жит. (1968). Порт (второй в стране по грузообороту после Могадишо) на берегу Аденского зал. Автодорогой соединён с Харгейсой. Вывоз скота, кожсырья. Рыболовство. К Ю. от Б.-добыча ниобиевых руд.

БЕРБЕРСКИЙ ЯЗЫК, язык берберов. Распространён в ОАР, Ливии, Тунисе, Алжире, Марокко, Зап. Сахаре, Мавритании, Мали, Верх. Вольте, Нигере, Нигерии, Республике Чад. Относится к семито-хамитской семье языков, распадается на большое кол-во говоров (ок. 300), к-рые можно объединить в пять осн. диалектных групп: туарегская (0,5 млн. чел., Ливия, Алжир, Мали, Верх. Вольта, Нигер, Нигерия, Чад), зенетская (св. 2 млн. чел., Алжир, Алж. Сахара, Сев. Марокко), тамазигт (ок. 2 млн. чел., Марокко), ташельхайт (ок. 2 млн. чел., Марокко), зенага (ок. 10 тыс. чел., Мавритания). Число говорящих около 7 млн. чел. Если в ОАР, Ливии, Тунисе и Мавритании Б. я. вытесняется араб, яз., то в Алжире и Марокко число говорящих на Б. я. ежегодно возрастает.

Б. я. имеет 3 группы фонем: согласные, гласные и сонанты. Ударение очень слабое; корень может состоять из одного, двух, трёх и даже четырёх согласных. Фонетич., морфологич., синтаксич. и лексич. единство берберских диалектов безусловно, что позволяет говорить о существовании единого языка.

В берберской культуре преобладает устное нар. творчество. С древности делались попытки записывать Б. я. и его диалекты с помощью различных письменных систем: берберским тифинаг. латинским и арабским алфавитами.

Лит.: Завадовский Ю. Н., Берберский язык, М., 1967; Basset A., Les parlers berberes, в кн.: Initiation a la Tunisie, P., 1950; Picard A., Les parlers berberes, в кн.: Initiation a la 1'Algerie. P., 1957; Laoust E., Les parlers berberes, в кн.: Initiation au Maroc, P., 1959.

БЕРБЕРЫ, группа пародов, населяющих гл. обр. страны Северной Африки (Мавритания, Марокко, Алжир, Тунис, Ливия, ОАР), а также Центр. и Зап. Судана (Нигер, Мали, Верх. Вольта и др.). Общая численность св. 6 млн. чел. (1967, оценка). Говорят на диалектах берберского языка; большинство владеет и араб. языком. Осн. группы племён Б.: тамазигт, рифы, шлёх, туареги, кабилы и др. Б.- древнейшее население Сев. Африки. Предки их, жившие к 3. от Египта, впервые упоминаются в егип. надписях кон. 4-го тыс. до н. э. под назв. техену. Позднее для обозначения этих племён у древних египтян существовали названия лебу или либу (откуда происходит назв. ливийцы). Этноним В., появившийся вскоре после араб, завоевания Сев. Африки (7-8 вв.), вероятно, восходит к греч. barbaros и первонач. употреблялся арабами в значении "не араб", "неверный". После завоевания Магриба арабами начался процесс арабизации Б. и восприятия ими ислама, религии завоевателей, чему способствовала близость культуры и языков арабов и Б. Осн. занятия совр. Б.- земледелие, садоводство, полукочевое скотоводство. Часть Б., особенно в Марокко и Алжире, занята в пром-сти. См. также статьи о соот-ветств. странах.

Женщина-берберка.

Лит.: Народы Африки, М., 1954; Воusqиеt G. H., Les berberes (Histoire et institutions), P., 1957 (библ.). Г. А. Нерсесов.

БЕРВАЛЬД (Berwald) Франц Адольф (23.7.1796, Стокгольм,-3.4.1868, там же), шведский композитор, скрипач и дирижёр. Первый швед, симфонист. Ученик Ж. Б. Э. Дю Пюи. В 1811-28 скрипач и капельмейстер придворного оркестра в Стокгольме. С 1849 муз. руководитель в ун-те, с 1864 чл. Королевской академии музыки в Стокгольме, с 1867 проф. композиции Стокгольмской консерватории. Гастролировал как скрипач во мн. европ. странах, в 1819 - в России. Автор опер, в т. ч. "Эстрелла де Сориа" (пост. 1862), каптат, симфоний, концертов, камерно-инструм. соч. и др.

Лит.: Lay ton R., Berwald, Stockh., 1956.

БЕРВИ Василий Васильевич, русский экономист, лит. псевдоним - Флеровский Н.

БЕРВИНЬСКИЙ (Berwinski) Рышард (28.2.1819, Польвица на Познанщине,-19.11.1879, Константинополь), польский поэт. Участник революц. движения в Польше в 40-х гг. 19 в. Сатирич. поэма "Познанский Дон-Жуан" (1844) направлена против обскурантизма и церкви; лучшие стихи Б. проникнуты боевым революц.-демократич. духом (цикл стихов "Книга жизни и смерти" из сб. "Поэзия", 1844). Интерес к фольклору и прошлому славянства отразился в "Великопольских повестях" (1840). Соч.: Ksia.zka zycia i smierci, Warsz., 1955.

БЕРГ Аксель Иванович [р. 29.10(10.11). 1893, Оренбург], советский радиотехник, инженер-адмирал, академик АН СССР (1946; чл.-корр. 1943), Герой Социали-стич. Труда (1963). Чл. КПСС с 1944. В 1914 окончил Морской корпус. В качестве штурмана подводной лодки принимал участие в 1-й мировой войне 1914-18, в период Гражданской войны -командир подводной лодки. В 1922 Б. присвоено звание "Герой труда отдельного дивизиона подводных лодок". В 1923 окончил Военно-мор. инж. училище, в 1925 Военно-мор. академию в Ленинграде. В 1924-43 преподавал в Ленинграде в высших уч. заведениях (с 1930 проф.). В 1943-44 зам. наркома электропромышленности, в 1943-47 зам. пред. Совета по радиолокации, в 1953-57 зам. министра обороны.

Автор работ по электронным ламповым генераторам, радиоприёмникам, радиопеленгованию, стабилизации частоты и самовозбуждению генераторов, по радиолокации и др. Б. выдвинул и разработал ряд проблем, имеющих важное значение для развития радиоэлектроники и для рбороны страны. По его инициативе и под его руководством создан ряд н.-и. ин-тов и заводов. Являясь (с 1959) пред. Науч. совета по комплексной проблеме -"Кибернетика"при Президиуме АН СССР,

Б. возглавляет координацию исследований в стране в этой области. С 1964 Б. возглавлял работы по внедрению в педагогику совр. достижений кибернетики, являясь председателем Междуведомственного научного совета по программированному обучению, одновременно руководил Междуведомственным научным советом по качеству и надёжности.

В 1962-65 был гл. редактором энциклопедии "Автоматизация производства и промышленная электроника". Награждён 3 орденами Ленина, 6 др. орденами, а также медалями. За работы по радиотехнике награждён АН СССР в 1951 золотой медалью им. А. С. Попова.

С о ч.: Избр. труды, т. 1 - 2, М.- Л., 1964.

Лит.: Аксель Иванович Берг, М., 1965 (Материалы к биобиблиографии ученых СССР. Серия технических наук, в. 2).

БЕРГ (Berg) Альбан (9.2.1885, Вена,-24.12.1935, там же), австрийский композитор. Один из виднейших представителей экспрессионизма в музыке. Изучал композицию под рук. А. Шёнберга, оказавшего значит, влияние на формирование творч. принципов Б. Первые произв. Б. написаны в 1900-х гг., но широкую известность ему принесла опера "Воццек" (по пьесе Г. Бюхнера, соч. 1917-21, пост. 1925, Берлин, в СССР - Ленинград, 1927), частично отразившая личные впечатления композитора от пребывания в армии во время 1-й мировой войны 1914-18. В ней сказались социально-критич. и антивоен. тенденции. Музыка оперы отличается большой драматич. силой и глубиной. Вместе с тем "Воццек" носит на себе печать характерного для экспрессионизма мистико-фаталистич. восприятия мира. Др. наиболее значит, произв. Б.: камерный концерт (1923-25), лирическая сюита для смычкового квартета (1925-26), концерт для скрипки и оркестра (1935). Опера "Лулу" (по пьесам Ф. Ведекинда "Дух земли" и "Ящик Пандоры") не была завершена Б. (пост. 1937).

Лит.: "Воццек" А. Берга. Сб. статей, Л., 1927; Келдыш Ю., "Воццек" и музыкальный экспрессионизм, "Советская музыка", 1965, №3; Кремлев Ю., Этика и эстетика оперы "Воццек", в сб.: Вопросы теории и эстетики музыки, в. 5, Л., 1967; Reich W., Alban Berg, W., 1937 (в при-лож.- статьи Б.); его же, A. Berg. Le-ben und Werk, Z., 1963; R e d 1 i с h H. F., Alban Berg, N. Y., 1957.

БЕРГ Лев Семёнович [2(14).3.1876, Бендеры,-24.12.1950, Ленинград], советский физико-географ и биолог, акад. АН СССР (1946; чл.-корр. 1928), засл. деят. науки РСФСР (1934). В 1898 окончил Моск. ун-т. В 1904-13 зоолог Зоологич. музея АН в Петербурге. В 1914-18 проф. ихтиологии Моск. с.-х. ин-та. С 1916 проф. кафедры физич. географии Пе-трогр. ун-та. Б.- один из организаторов (1918) Географич. ин-та, преобразованного в 1925 в географич. ф-т Ленинградского ун-та, где Б. до конца жизни заведовал кафедрой физ. географии. В 1922-34 заведовал отделом прикладной ихтиологии Ин-та опытной агрономии. В 1918-30 зав. озёрным отделом Гос. гидрологич. ин-та. С 1934 зав. лабораторией ископаемых рыб в Зоологич. ин-те. В 1940-50 президент Геогр. об-ва Союза ССР.

А. И. Берг.

Л. С. Берг.

Б. разработал учение о ландшафтах и развил учение В. В. Докучаева о природных зонах, изложенное в трудах: "Ланд-шафтно-географические зоны СССР" (ч. 1, 1931, 3 изд., 1947; ч. 2 - "Географические зоны Советского Союза", 1952) и "Природа СССР" (1937). Исследовал озёра Зап. Сибири, Аральское м., озёра Балхаш, Иссык-Куль, Севан, Ладожское, Кокчетавские озёра в Сев. Казахстане. Отдельные работы Б. посвящены также Каспийскому м. и Байкалу. Экспедицией под руководством Б. на Иссык-Куле (1928) обнаружена макс. глубина озера - 702 м. Автор монографии "Аральское море" (1908), за которую ему была присвоена степень доктора географии. Б. принадлежат капитальные работы по климатологии и палеоклиматологии (в т. ч. "Климат и жизнь", 1922, 2 изд. 1947;"Основы климатологии", 1927,2 изд. 1938). Имеются работы по геоморфологии (предложил первую схему районирования рельефа Азиатской части страны), почвоведению (предложил почвенную теорию образования лёсса), а также па-леогеографии и геологии.

Б. занимался также историей русской географии. Осн. работы в этой обл.: "Очерк истории русской географической науки (вплоть до 1923 года)" (1929), "Открытие Камчатки и камчатские экспедиции Беринга" (1924, 3 изд. 1946), "Очерки по истории русских географических открытий" (1946, 2 изд. 1949), "Всесоюзное географическое общество за 100 лет. 1845-1945" (1946).

Из многочисл. работ Б. в области ихтиологии наибольшее значение имеют монографии по рыбам Туркестана (1905), басе. Амура, по круглоротым, акулам, скатам, осетровым (1911), карповым (1912, 1914). Исследования по пресноводным рыбам обобщены в монографии "Рыбы пресных вод России" (1916; 4 изд. вышло под назв. "Рыбы пресных вод СССР и сопредельных стран", ч. 1-3, 1948-49; Гос. пр. СССР, 1951). Б. проследил историю происхождения и расселения пресноводных рыб и их зоогео-графич. районирование. Большой интерес представляют исследования Б. ископаемых рыб. Итоги многолетних исследований в области анатомии и систематики рыб изложены в кн. "Система рыб ныне живущих и ископаемых" (1940). Значительны также работы Б. о биполярном и амфибореальном распространении организмов, по озимым и яровым расам рыб и др.

В 1922 Б. выступил с идеалистич. теорией номогенеза, подвергшейся серьёзной критике.

Именем Б. названы: вулкан на о. Уруп, пик на Памире, мыс на о. Октябрьской Революции (Сев. Земля), ледники на Памире и Джунгарском Алатау. Имя Б. вошло в латинские названия более 60 животных и растений. Награждён 2 орденами, а также медалями.

Соч.: Избр. труды, т. 1 - 2, М., 1956-58.

Лит.: Памяти академика Л. С. Берга. Сборник работ по географии и биологии,

О. Ф. Берггольц.

Д. Р. Бергельсон.

М.- Л., 1955; Л. С. Берг. [Библиография], М., 1952 (Материалы к биобиблиографии учёных СССР. Серия географич. наук, в. 2). БЕРГ Фёдор Фёдорович [1793, Сангасте, ныне Валгаский р-н Эст. ССР,- 6(18). 1.1874, Петербург], русский геодезист. Учился в Дерптском (ныне Тартуский) ун-те. В 20-х гг. составил военно-статистич. описание Турции. Руководил (1823, 1825) экспедициями в Ср. Азию, по материалам к-рых составлена карта; производил съёмку сев.-вост. части Болгарии (1828-29). Будучи генерал-квартирмейстером Гл. штаба (1843), оказывал поддержку в составлении "трёхвёрстной" карты России. Почётный член (1870) Рус. геогр. об-ва.

Лит.: Ново кш анова-Соколовская 3. К., Картографические и геодезические работы в России в XIX - начале XX вв., М., 1967.

БЕРГ Эйжен Августович (1892, Рига,-20.9.1918), активный участник Октябрьской революции 1917 и Гражданской войны. Чл. Коммунистич. партии с 1917. Род. в семье рыбака. Во время 1-й мировой войны был машинистом на линкоре "Севастополь". После Февр. революции 1917 один из организаторов и руководителей большевистской орг-ции на корабле, чл. Центробалта 1-го и 3-го созывов, чл. Центрофлота; в июле 1917 арестовывался Врем, пр-вом. Участвовал в штурме Зимнего дворца в ночь на 26 окт. (8 нояб.) 1917, командуя отрядом моряков; был чл. Воен.-морского революц. к-та. По заданию В. И. Ленина вместе с А. Р. Железняковым и Н. А. Ховриным возглавил отряд балтийцев, посланных на помощь восставшим рабочим и солдатам Москвы. Затем комиссар штаба отряда моряков, воевавшего под Белгородом, Харьковом, Чугуевом. Летом 1918 чл. ВРК и нач. связи Кавк. Красной Армии, участвовал в боях с германо-турецкими интервентами и контрреволюц. войсками в Азербайджане. После временного падения Сов. власти в Баку был арестован и 20 сент. 1918 расстрелян в числе 26 бакинских комиссаров.

Лит.: Толстов И., Э. А. Берг (1892 - 1918), в кн.: Герои Октября, т. 1, Л., 1967; Шаумян Л., Двадцать шесть бакинских комиссаров, М., 1968, с. 45-46.

БЕРГАМИН (Bergamin) Xoce (р. 1895, Малага), испанский писатель и критик. Выступил в литературе в 1923 (кн. афоризмов "Ракета и звезда"). Участник демократического движения; в период Народного фронта (1936-39) президент Союза антифашистской интеллигенции. В 1939-58 в эмиграции. В 1963 уехал в Уругвай, затем во Францию. Член Всемирного Совета Мира. Автор сб. "Необдуманные поступки" (1933), кн. о творчестве Ф. Гойи "Статуя дона Танкредо" (1934), сатирич. стихов. В драмах "Дочь божья" (1942), "Юная партизанка" (1945) Б., вдохновлённый подвигом Зои Космодемьянской, рассказал о нар. сопротивлении фашизму. Опубликовал сб-ки очерков: в 1957- "Искусство слова", в 1962 - "После возвращения", в 1964 - "Приглушённый голос".

С оч. в рус. пер.: Мы защищаем культуру, "Интернациональная литература", 1937, № 7.

Лит.: Кел ьин Ф., Хосе Бергамин, "Интернациональная литература", 1942, № 3-5; Февральский А., Пьесы испанских республиканцев, "Театр", 1945, № 3-4. В. К. Ясный.

БЕРГАМО (Bergamo), город в Сев. Италии у подножия Бергамских Альп, в обл. Ломбардия. Адм. ц. провинции Бер-гамо. 124,6 тыс. жит. (1968). В пром-сти занято ок. 1/2 экономически активного населения (1961). Текст. пром-сть, металлургия и трубопрокат (з-д в Дальми-не, в 10 км от Б.), произ-во электроаппаратуры, с.-х. машин, красителей, цемента, оборудования для хим. и пищевой пром-сти. Изготовление геогр. карт (ин-т графич. искусств).

БЕРГАМОТ, 1) название нескольких сортов груши, имеющих плоды плоскоокруглой формы: Б. осенний, Б. летний красный, Б. мускатный, Б. волжский и др. Из них наиболее популярен Б. осенний - старинный русский осенний сорт нар. селекции. Плоды ср. величины, тёмно-зелёные с кирпично-бурым румянцем. Мякоть белая, зернистая, винно-сладкого вкуса, с приятным ароматом. Начинает плодоносить на 7-9-м году; урожайность 1-2 ц с дерева. Распространён в средней полосе РСФСР, в Латвии, Литве. 2) Б. Citrus bergamia - небольшое вечнозелёное плодовое дерево (вые. 3-5 м), сем. рутовых подсем. померанцевых. Листья овально-продолговатые, дл. 6,5 -13,5 см. шир. 2,5-7,5 см, заострённые или тупые, сверху тёмно-зелёные, снизу светло-зелёные. Плоды ср. величины, грушевидной формы, диаметром 4,5-6,0 см. Кожура плода золотисто-жёлтая со спе-цифич. запахом. Мякоть кисловатая или кислая, слегка горьковатая, мало съедобная. Плодоносить начинает в возрасте 7-8 лет. Известно 5 разновидностей. Б введён в культуру в 17 в. на Средиземноморье. В СССР культивируется в небольшом кол-ве на Черноморском побережье (Груз. ССР). Из кожуры плодов, а также из цветков, листьев и молодых побегов получают бергамотовое эфирное масло (ок. 1,75%), применяемое в парфюмерной и кондитерской пром-сти. Агротехника Б. такая же, как и у др. цитрусовых культур.

БЕРГАМСКИЕ АЛЬПЫ (Alpi Bergamasche), горный хребет в Сев. Италии, осн. часть Ломбардских Альп. Дл. ок. 80 км, вые. до 3052 м (г. Кока). На С. ограничен долиной р. Адда (Вальтеллина), на В. обрывается к долине р. Ольо, на З.- к оз. Комо, на Ю. переходит в Пред-альпы Ломбардии. Сложен древними кристаллич. и осадочными породами. Широколиста, леса (дуб, каштан, бук) с высотой переходят в хвойные леса, субальп. и альп. луга.

БЕРГАНДЕР (Bergander) Рудольф (22.5.1909, Мейсен,- 10. 4. 1970, Дрезден), немецкий живописец и график. Учился в АХ в Дрездене (1929-33) у О. Дикса. Чл. компартии с 1928. Чл. Ассоциации революц. художников Германии в Дрездене (с 1929). С 1949 преподавал в Высшей школе изобразит, иск-ва в Дрездене (с 1951 проф., в 1952-59 и 1964-65 ректор). Член Герм. АХ (1961), лауреат Нац. пр. ГДР (1956). Автор жизнерадостных картин на темы жизни ГДР ("Молодёжь", 1961Г Нац. гал., Берлин), выразит. офортов (цикл "Партия", 1966). Лит.: Рудольф Бергандер. [Каталог выставки], М., 1969; [Danhardt A.], R. Bergander. [Album], Dresden, 1965 (Kiinstler der Gegenwart).

БЕРГГОЛЬЦ Ольга Фёдоровна [р. 3(16).5.1910, Петербург], русская советская писательница. Чл. КПСС с 1940. Род. в семье врача. В 1930 окончила фи-лологич. ф-т Ленингр. ун-та; работала в газете. Первые стихи опубл. в 1924. Повесть "Углич" (1932) и сб. "Стихотворения" (1934) доброжелательно отмечены М. Горьким в письмах к Б. Опубликовала сб-ки рассказов "Ночь в Новом мире" (1935) и "Книга песен" (1936). Творч. зрелость приходит к Б. в годы Великой Отечеств. войны 1941-45. Пережив блокаду Ленинграда, Б. посвятила героич. обороне города произв.: "Февральский дневник" и "Ленинградская поэма" (1942), "Твой путь" (1945), сб. "Говорит Ленинград" (1946). Рождённая войной исповедальная поэзия Б. определила строй поэмы "Первороссийск" (1950; Гос. пр. СССР, 1951), посвящённой первостроителям социализма, и поэтич. трагедии "Верность" (1954) о Севастопольской обороне 1941-42. Автобиографич. книга лирич. прозы "Дневные звёзды" (1959, одноим. фильм 1968) охватывает пережитое. В 1965 опубл. сб. стихов "Узел". Творчество Б. отмечено глубокой лиричностью, драматизмом, вдохновенной приподнятостью тона. Награждена орденом Ленина, орденом Трудового Красного Знамени и медалями.

Соч.: Собр. соч., т. 1 - 2, М., 1958; Избр. произв., т. 1 - 2. [Предисл. А. Яшина], Л-, 1967.

Лит.: Цурикова Г., Ольга Берггольц, М.- Л., 1962. С. С. Лесневский.

БЕРГЕЛЬСОН Давид Рафаилович (12.8. 1884-12.8.1952), еврейский советский писатель. Род. в м. Охримово Липовецкого у. Киевской губернии в зажиточной семье. Дебютировал повестью "Вокруг вокзала" (1909). Утончённый психологизм Б. получил яркое выражение в романе "После всего" (1913), переведённом на мн. зап.-европ. языки (рус. пер. "Миреле", 1941); в нём дана широкая картина жизни разных слоев евр. буржуазии, показаны разные судьбы евр. интеллигенции. Поиски путей в сложной действительности после Революции 1905-07 показаны в романе "Отход" (1920). В 1921 Б. уехал за границу, жил в Берлине, сотрудничал в демократич. евр. печати. Вернулся в СССР в 1929. Тема правомерности Октябрьской революции и Гражданской войны нашла выражение в романе " Мера строгости" (1926-27) и в сб. рассказов "Бурные дни" (1927). Художеств, достижением сов. евр. лит-ры явился роман "На Днепре" (1932-40, рус. пер. 1-й ред. 1935), эпопея о жизни и борьбе нар. масс в нач. 20 в., где созданы колоритные образы проф. революционеров. Героизму сов. людей в Великой Отечеств. войне посвящён сб. "Новые рассказы" (1947) и др. Б. принадлежат историч. пьеса "Принц Реубейни" (1946) и незаконч. повесть "Александр Бараш" (1946) о восстановлении нар. х-ва в 1920-х гг. Особенности стиля Б.-лирич. эмоциональность, мастерство пси-хологич. детали, строгая лаконичность языка.

Р. Бергандер. "Домовый комитет защиты мира". 1952. Картинная галерея. Дрезден.

Берген. Набережная Брюгге.

Соч.: Вам Днепр, т. 1 - 2, М., 1947-48; в рус. пер.- Миреле, М., 1941; Избр. произв., М., 1947; Избранное, М., 1957; На Днепре, т. 1-2, М., 1960.

Лит.: Добрушин И., Давид Бергельсон, М., 1947; Гурштейн А., Заметки о творчестве Д. Бергельсона, в его кн.: Избр. статьи, М., 1959.

БЕРГЕЛЬСОН Лев Давыдович (р. 8.8.1918, Гайсин Винницкой обл.), советский химик-органик и биохимик, чл.-корр. АН СССР (1968). Чл. КПСС с 1967. Ученик И. Н. Назарова и В. М. Родио-нова. Окончил МГУ (1941). Доктор хим. наук (1963), проф. (1964). Осн. работы по синтезу и изучению зависимости между строением и функцией липидов, антибиотиков, стероидов и др. физиологически активных соединений, вопросам стереохимии и конформационного анализа, изучению влияния стереоэлектронных факторов на механизм реакций и биологич. активность, а также химич. технологии природных липидов. Награждён орденом Красной Звезды и медалями.

Соч.: Химия стероидных гормонов, М., 1955 (сонм, с И. Н. Назаровым); Химия антибиотиков, т. 1 - 2, М., 1961 (соавтор).

БЕРГЕН (Bergen), город и порт на 3. Норвегии, на побережье Северного м., в глубине Бю-фьорда. Второй по количеству населения и экономич. значению после Осло город в стране. 117 тыс. жит. (1968), с пригородами 180 тыс. жит. Грузооборот порта св. 3 млн. т (1965). Судостроение, машиностроение, пищ., текст. и швейная пром-сть. Университет (с 1946), высшая торг. школа. Сохранились остатки крепости со зданием "Хоконс-халлен" (королевский зал, 1246-61) и башней Розен-кранц (1560-е гг.), церковь Марии (12 в.), жилые дома 17-18 вв. в стиле барокко. После 1855 Б. получил регулярную планировку. По новым планам застраиваются разрушенные в 1940-45 районы, а также создаются новые (район Стриммелен, 1959, арх. X. Григ). Зап.-норв. музей прикладного иск-ва и художеств. пром-сти (осн. в 1887); коллекция Р. Мейе-ра; карт. гал.; музеи: Исторический, Ганзейский, Рыболовства, Дом Э. Грига - Трольхауген.

Б., осн. ок. 1070, в ср. века был одним из Крупнейших торг. центров Сев.-Зап. Европы. Ок. 1350 в Б. основали факторию ганзейские купцы, в 15 в. полностью захватившие власть в городе (окончательно утратили её в 1630). В период 9 апр. 1940-8 мая 1945 Б. был оккупирован нем.-фаш. войсками.

Лит.: L е х о v E., Bergen, Bergen, 1935.

БЕРГИУС (Bergius) Фридрих (11.10. 1884, близ Бреслау,-31.3.1949, Буэнос-Айрес), немецкий химик-технолог. Б. разработал (1913) способ получения моторных жидких топлив путём насыщения водородом смеси, состоящей из измельчённого угля и смолообразных отходов производства кокса и генераторного газа поддавлениемвыше20 Мн/м2(200 кгс/сл2) и темп-ре порядка 500°С. Практич. применение способ нашёл после того, как концерн "И. Г. Фарбениндустри", приобретя патент Б., применил катализаторы. По этому способу фаш. Германия во время 2-й мировой войны получала значительное количество бензина. Б. изучал возможность получения кормового сахара гидролизом древесины. Нобелевская премия (1931).

БЕРГ-КОЛЛЕГИЯ, орган по руководству горнорудной пром-стью в России; учреждена в 1719 по инициативе Петра I.

Действовала в 1719-31, 1742-83 и 1797-1807. Руководствовалась Берг-привилегией и Берг-регламентом, а также именными и сенатскими указами. Б.-к. и её местные органы в районах сосредоточения металлургии (Урал и др.) выполняли следующие функции: лабораторная экспертиза руд; отвод места под заводы, рудники; рассмотрение споров между промышленниками; взыскание с промышленников налогов; приписка к з-дам гос. крестьян, а также выдача разрешений на покупку крепостных к з-дам; рассмотрение жалоб промышленников, приписных крестьян и мастеровых людей; осуществление карательных функций по отношению к крестьянам; ограждение промышленников от вмешательства в их дела местной администрации; передача казённых з-дов частным лицам и приём частных з-дов в казну; управление казёнными з-дами, организация сбыта их продукции.

Лит.: Павленко Н. И., Развитие металлургической промышленности России в первой половине XVIII в., М., 1953.

БЕРГМАН (Bergman) Ингмар (р. 14.7. 1918, Упсала), шведский режиссёр театра и кино. В 1942 начал работать в театре, в 1943 - в кино, вначале как сценарист, затем как режиссёр. Получил широкое признание с сер. 50-х гг. В фильмах "Улыбки летней ночи" (1955), "Седьмая печать" (1956), "Земляничная поляна" (1957), "Лицо" (1958), "Источник" (1959) выдвигаются нравственные и философские проблемы, связанные с тра-гич. положением человека в условиях кризиса, падения духовных ценностей в бурж. обществе; Б. склонен к негативному, пессимистич. взгляду на мир, однако в его фильмах звучит тема нравственного противостояния силам зла. Поиски смысла жизни нередко принимают у Б. религиозную форму. В 60-е гг. его фильмы приобретают особенно мрачный колорит. Через трилогию "Как в зеркале" (1961), "Причастие" (1963), "Молчание" (1963) траурной нитью проходит тема человека, утерявшего истинное содержание человеческого существования - любовь к людям. Фильмы "Персона" (1966), "Волчий час" (1968), "Стыд" (1969) развивают тему распада человеческой личности. В них усиливаются апокалиптич. мотивы. Для стилистики фильмов Б. характерно сочетание реа-листич. достоверности с иносказаниями и символикой, поэтич. ощущение природы, строгость и пластич. богатство изобразительных решений, порой - склонность к экспрессионистским эффектам, акцентированию жестокости. Мн. фильмы Б. награждены премиями на междунар, кинофестивалях.

Кадр из фильма "Земляничная поляна". Реж. И. Бергман.

Лит.: Beranger J., Ingmar Bergman et ses films, P., 1959; Ингмар Бергман, М., 1969. В.И.Божович.

БЕРГМАН (Bergman) Торберн Улаф (20.3.1735, Катаринберг, -8.7.1784, Меде-ви), шведский химик и минералог. Окончил Упсальский ун-т, где с 1758 был преподавателем математики и физики, а с 1767 проф. химии и минералогии. Разработал систематич. ход качественного анализа. Усовершенствовал анализ с применением паяльной трубки; широко пользовался весовым анализом. Б. исследовал ряд минералов и классифицировал их по химич. составу. Предложил ме-ханистич. теорию избирательного хим. сродства. Ошибочно полагая, что сродство между двумя веществами при данных условиях остаётся постоянным и не зависит от относительных масс реагирующих веществ, Б. составил таблицы хим. сродства, к-рыми пользовались до нач. 19 в.

Соч.: Opuscula physica, et chemica..., v. 1-6, Holmiae - [e. a.], 1779-90.

Лит.: Блох М. А., Торберн Бергман, в кн.: Академику В. И. Вернадскому. К 50-летию научной и педагогической деятельности, т. 2, М., 1936; Р а г t i n g t о n J. R., A history of chemistry, v. 3, N. Y., 1962, p. 179 - 99.

БЕРГМАН (Bergmann)Эрнст (16.12.1836, Рига,-25.3.1907, Висбаден), немецкий хирург. Образование получил в Дерптском ун-те. Проф. Дерптского (с 1871), Вюрцбургского (с 1878) и Берлинского (с 1882) ун-тов. Предложил асептич. метод борьбы с раневой инфекцией. Автор работ по хирургии черепа; его труды по хирургии головного мозга явились основой для развития нейрохирургии.

Соч.: Die chirurgische Behandlung der Hirnkrankheit, 2 Aufl., В., 1889; в рус. пер.-Хирургическое лечение болезней головного мозга, М., 1890.

БЕРГМАН (Bergman) Яльмар (19.9.1883, Эребру,-1.1.1931, Берлин), шведский писатель. Изучал историю и философию в Упсальском ун-те и в Италии. Выступил в 1905 с драмой "Мария, мать Иисуса". Написал цикл т. н. "бергслагенских" романов (по назв. пром. района Швеции): "Завещание его милости" (1910), "Мемуары покойника" (1918), "Маркуреллы из Вадчепинга" (1919, рус. пер. 1959), "Бабушка и Господь" (1921), "Начальница фру Ингеборг" (1924), "Керрманы в раю" (1927) и др., в к-рых реализм сочетается с фантастикой, психологизмом, сатирой и гротескным юмором. Роман Б. "Клоун Як" (1930) рисует трагич. судьбу художника в бурж. мире. Автор сатирич. пьес "Семья Сведенельм" (1925), "Доллар" (1926), "Сброд" (1928) и др.

Соч.: Samlade skrifter, bd 1-30, Stockh., 1949-58; в рус. пер.- Рассказы, в сб.: Шведская новелла XIX-XX вв., М., 1964.

Лит.: Levander H., Hjalmar Bergman, Stockh., 1957; Ek S., Verklighet och vision, Stockh., 1964. А. А.Мацевич.

БЕРГ-ПРИВИЛЕГИЯ, законодат. акт от 10 дек. 1719, определявший политику рус. правительства в горнорудной пром-сти; являлся практич. руководством для Берг-коллегии. Гарантировал право наследств, собственности на заводы, ограждал промышленников от вмешательства в их дела местных властей, обязывал Берг-коллегию оказывать промышленникам технич. и финанс. помощь, провозглашал право свободной продажи железа. Полезные ископаемые объявлялись собственностью царя, и промышленники обязаны были платить в казну налог в размере 10% прибыли [с 1724-1 коп. с пуда чугуна (1 пуд ~ 16,4 кг)]. В то же время Б.-п. отдавала предпочтение при разработке полезных ископаемых владельцу земли; промышленник обязан был платить вотчиннику за лес и землю '/за долю от прибыли. С целью привлечения квалифицир. рабочей силы Б.-п. освобождала мастеровых от рекрутской повинности и подушного налога. В сер. 18 в. эти льготы для мастеровых были отменены. Б.-п. способствовала развитию пром-сти. В 1739 Б.-п. была дополнена Берг-регламентом. Действовала до 1807. Лит. см. при ст. Берг-коллегия.

БЕРГ-РЕГЛАМЕНТ, законодательный акт 1739, изданный в дополнение и развитие Берг-привилегии. Б.-р. уменьшил налоговое обложение промышленников, обязав их поставлять в казну не всю, а лишь 2/3 выплавляемой меди, остальную им разрешалось свободно продавать. Разрешалась приписка гос. крестьян к частным заводам. Промышленники освобождались от пошлин на продовольствие и припасы, доставляемые на заводы. Иностранцам в обстановке бироновщины предоставлялись равные привилегии с рус. промышленниками. Гл. значение Б.-р. состояло в том, что он ликвидировал преимущественное право вотчинников на разработку полезных ископаемых на своей земле, признав это право за теми, кто их обнаружил первыми. Это положение было отменено в 1782. Б.-р. утратил значение в 1807. Лит. см. при ст. Берг-коллегия.

БЕРГСЛАГЕН (Bergslagen), горнопромышленный район в центр. части Швеции, между р. Даль-Эльвен на С., р. Клар-Эльвен на З. и озёрами Меларен, Ельмарен и Венерн на Ю. Сложился в 16-17 вв. на основе эксплуатации месторождений жел. руды, хвойных лесов (для выжига древесного угля) и богатых гидроэнергией рек. Добыча жел. руды 5 млн. т (1968). После 2-й мировой войны заводы специализировались на выплавке электростали. Район производит ок. 2/3 стали и проката в стране (в т. ч. св. 1 млн. т качественной стали). Гл. центры чёрной металлургии: Бурленге, Авеста, Фагерста, Сандвикен, Хуфорс, Хагфорс, Хеллефорс. На юж. окраине Б. расположены крупные центры машиностроения и металлообработки: Карльстад, Карлъскуга, Вестерос, Эскилъстуна. На pp. Даль-Эльвен и Клар-Эльвен - каскады ГЭС [общей мощностью св. 1 Гвт (1 млн. кет)].

БЕРГСОН (Bergson) Анри (18.10.1859, Париж,-4.1.1941, там же), французский философ-идеалист, представитель интуитивизма и философии жизни. С 1900 проф. Коллеж де Франс; с 1914 чл. Франц. академии. В 1927 Б. присуждена Нобелевская пр. по лит-ре как блестящему стилисту.

Мировоззрение Б. формировалось непосредственно под влиянием франц. спиритуализма, восходящего к Мен де Бирану; нек-рое влияние на него оказал Ф. Шеллинг через его последователя Ф. Равессона; своими корнями интуитивная метафизика связана с неоплатонизмом. Выступая против механицизма и дог-матич. рационализма, Б. утверждает в качестве подлинной и первонач. реальности жизнь, интерпретируемую как некую целостность, радикально отличающуюся от материи и от духа, к-рые, взятые сами по себе, являются продуктами распада жизненного процесса. Сущность жизни может быть постигнута только с помощью интуиции, к-рая, будучи своеобразной симпатией, как бы непосредственно проникает в предмет, сливаясь с его индивидуальной природой. Интуиция не предполагает противопоставления познаваемого познающему как объекта субъекту; она есть узнавание жизнью самой себя. Поэтому Б. призывает обратиться к собств. жизни сознания, к-рая дана каждому непосредственно. Самонаблюдение, по Б., позволяет обнаружить, что тканью психич. жизни является непрерывная изменчивость состояний, к-рые незаметно переходят одно в другое, длятся. Эта длительность (duree) и составляет самоё жизнь сознания, её структуру. Длительность есть взаимопроникновение состояний сознания; они непротяжённы и поэтому не могут быть расположены рядом друг с другом; они различаются не количественно, а качественно и потому не поддаются измерению и исчислению, как материальные объекты (см. "Время и свобода воли", М., 1910, с. 103). Длительность, а стало быть жизнь, имеет, по Б., не пространственный, а временной характер. Это "качественное", "живое" время радикально отличается от того понятия механическо-физич. времени, к-рое, по мнению Б., возникает в результате разложения интеллектом длительности. Интеллект Б. трактует в духе А. Шопенгауэра, противопоставляя его интуиции как орудие оперирования с "мёртвыми вещами" - материальными, пространственными объектами. В соответствии со своей природой - способностью мыслить лишь в пространств, количеств, категориях ("... наши понятия сформировались по образцу твердых тел ...",- "Творческая эволюция", М.-СПБ, 1914, с. III) - интеллект способен понимать живое, органическое, лишь превратив его в мёртвое, механическое, ибо он, согласно Б., имеет чисто практич. назначение - формировать и фабриковать неорганизованную материю.

Учение об интеллекте и интуиции получает у Б. обоснование в его метафизике-в концепции эволюции органич. мира. Жизнь, к-рая изнутри предстаёт как психич. реальность - длительность, есть, согласно Б., некий метафизическо-кос-мический процесс, "жизненный порыв" (elan vital), своего рода могучий поток творч. формирования: по мере ослабления напряжения жизнь распадается, превращаясь в материю, к-рая характеризуется Б. как неодушевлённая масса, вещество и т. п. Т. о., материя, лишённая самостоят. онто-логич. статуса, оказывается недостатком, ослабленностью жизни. В процессе развития вследствие сопротивления материи, встречающейся на пути первоначально единого жизненного потока, последний разделяется как бы на неск. струй, в каждой из к-рых жизнь по-своему прокладывает себе путь через инертную материю (см. там же, с. 121).

А. Н. Б е н у а. Эскиз декорации к балету "Павильон Армиды" Н. Н. Черепнина. Тушь, акварель, гуашь, графитный карандаш. 1907. Русский музей. Ленинград.

А. Н. Б е н у а. Эскизы костюмов к балету "Павильон Армиды" Н. Н. Черепнина: слева - паши (гуашь, тушь, бронза); справа - виконта Рене в образе Ринальдо (гуашь, тушь, бронза, серебро). 1907. Русский музей. Ленинград.

К ст. Бенуа А. Н.

К ст. Бернини Л. 1. Площадь св. Петра в Риме. 1657-63. 2. "Экстаз св. Терезы". Мрамор. 1644-52: Капелла Корваро церкви,Санта-Мария делла Витгория. Рим. 3. "Давид". Мрамор. 1623. Музей и галерея Боргезе. Рим. 4. Колоннада собора св. Петра в Риме. 1657-63.

А. Бергсон.

В центре философии Б.- проблема творчества, к-рое он рассматривает как космический объективный процесс; человек - существо творческое, поскольку через него проходит путь -"жизненного порыва". Способность к творчеству, по Б., идущему вслед за Шопенгауэром, связана с иррацион. интуицией, к-рая, как божеств, дар, дана лишь избранным. Т. о., Б. приходит к элитарной концепции творчества и культуры вообще, являясь одним из провозвестников теории массовой культуры. Причём творчество всех видов ценностей, в т. ч. и социальных, равным образом, по Б., подчинено закону элитарности. Б. признаёт два типа общества и, соответственно, два типа морали: "закрытый" и "открытый". Первый удовлетворяет требованиям социального инстинкта и имеет целью сохранение рода: личность приносится в жертву коллективу, истина - в жертву пользе. С т. зр. "открытой" морали личность и творчество эстетич., религ. и нравств. ценностей выше интересов сохранения рода.

Филос. концепция Б. внутренне непоследовательна. Коль скоро понятийный способ мышления объявлен ложным, искажающим действительность, то обращение к понятиям (а ими пользуется Б. при изложении своей системы) оказывается противоречием. Правда, Б. время от времени нарушает своё вето на дискурсивное мышление и противопоставляет дурным, "косным" понятиям "текучие", способные следовать за реальностью. Но эти оговорки не решают дела. Резкое противопоставление Б. рассудка и интуиции делает невозможным филос. познание, ибо созерцаемое в "чистой" интуиции без всякого понятийного различения должно остаться невыразимым. В своей абсолютизации изменчивости Б. приходит к полному субъективизму (см. "Восприятие изменчивости", СПБ, 1913). Учение Б. оказало значит. влияние на философию (прагматизм Джемса, персонализм, экзистенциализм, философия истории Тойнби), лит-ру (М. Пруст), иск-во (импрессионизм в живописи и др.). В марксистской литературе философия Б. подвергается резкой критике (см. Плеханов В. Г., А. Бергсон. Творческая эволюция, в кн.: Избранные философские произведения, т. 3, М., 1957; Политцер Ж., Об одной философской мистификации, в кн.: Французские коммунисты в борьбе за прогрессивную идеологию, М., 1953; Сэв Л., Современная французская философия, М., 1968, с. 270-74 и др.).

Соч.: Собр. соч., т. 1-5, СПБ, 1913-14; Философская интуиция, "Новые идеи в философии", 1912, сб. 1; Длительность и одновременность, П., 1923.

Лит.: К р о н е р Р., Философия "творческой эволюции", в сб.: Логос, кн. 1, М-, 1910; Бабы нин Б. Н., Философия Бергсона, "Вопросы философии и психологии", 1911, № 108 - 109; Вышеславцев Б., Этика Фихте, М., 1914, гл. 6; Лосский Н. О., Интуитивная философия Бергсона, П., 1922; Герман Л. И., Интуитивная эстетика А. Бергсона, "Литературный критик", 1935, № 5; Чанышев А. Н., Философия А. Бергсона, М., 1960; Воронов А. И.. Интуитивная философия Бергсона, М., 1962; Jurevics Р., Н. Bergson. Eine Einfuhrung in seine Philosophie, Freiburg, 1949; Barlow M., H. Bergson, P., 1966; Rоbinet A., Berg-son et les metamorphoses de la duree, [2 ed., P., 1966]; Lindsay A. D., The philosophy of Bergson, Wash.- [N. Y.. 1968J. Я. П. Гайденко.

БЕРГСТЕДТ (Bergstedt) Харальд (10.8.1877, Кёге,-19.9.1965, Копенгаген), датский писатель. Автор бытовых и сатирич. стихов (сб-ки "Песни провинции", 1913-21, "Широкие крылья", 1919, "Песни для всех ветров", 1927). Его социальный роман "Александерсен" (1918, рус. пер. 1923) - сатира на бурж. культуру. Повесть "Праздник Йоргена" (1919, рус. пер. 1924, экранизирован в СССР в 1930) - сатира на лицемерие церкви и её служителей. В 1946 за сотрудничество с нем. оккупантами был приговорён к тюремному заключению на 2 года. В 1948 Б. опубликовал сб. стихов "Песни за решёткой", содержащий размышления о своей жизни и творчестве.

Соч.: Праздник святогоЙоргена.[Послесл. Л. Никулина], М., 1963.

Лит.: Dansk litteratur historie, bd 3, Kbh., 1966; P e d e r s e n V., H. Bergstedt, Kbh., [1967]. H. И. Крымова.

БЕРГШРУНД (нем. Bergschrund, от Berg - гора и Schrund - трещина), подгорная трещина, трещина в области питания ледника. Протягивается вдоль края фирнового поля в том месте, где крутонаклонённая периферич. часть фирна переходит в слабонаклонённую поверхность. Б. отделяет тонкую и неподвижную, приросшую к скале область фирна от подвижной его области, стекающей к пониженной части фирнового бассейна.

Бергшрунд

БЁРД Ричард, американский полярный исследователь; см. Бэрд.

БЁРД (Byrd) Уильям [ок. 1543, Линкольншир (?),-4.7.1623, Стон дон-Масси, Эссекс], английский композитор, основоположник нац. школы мадригала, представитель школы вёрджинелистов (см. Вёрджинел), органист, нотоиздатель. Был мастером хоровой католической и англиканской музыки (псалмы, градуалы и др.) и светских произв. (мадригалы, мотеты, фантазии, вариации для вёрджи-нела, струнные ансамбли, песни), в к-рых широко использованы нар. мелодии. В светской музыке Б. проявляются черты, типичные для муз. иск-ва Возрождения,- культ красоты и наслаждения, отказ от аскетизма средневековья, художественно претворившиеся в богатстве мелодики и гармонии, разнообразии ритмики, полифонич. насыщенности. Свои эстетич. принципы Б. сформулировал в предисловии к изд. "Псалмы, сонеты и печальные песни" (1588). Отличался огромной работоспособностью (ок. 140 соч., собр. в 20 тт., Лондон, 1937-50).

Лит.: Fellowes E. H., William Byrd, 2 ed., [L.], 1948.

БЕРД, посёлок гор. типа, центр Шам-шадинского р-на Арм. ССР. Расположен на р. Тавуш (приток Куры), в 28 км к Ю.-З. от ж.-д. ст. Тауз (на линии Тбилиси - Баку). 7,2 тыс. жит. (1968). Заводы: винодельч., молочный, игрушек, леспромхоз.

БЁРД (Byrd), американская научная станция в Антарктиде; см. Бэрд.

БЕРДАНКА, однозарядная винтовка, состоявшая на вооружении рус. армии в 70-90-х гг. 19 в. (калибр 10,67 мм, масса со штыком 4,9 кг, дальность стрельбы до 4000 шагов). Была разработана амер. полковником X. Берданом (Н. Berdan), но затем значительно усовершенствована рус. воен. инженерами А. П. Горловым и К. И. Гуниусом, после чего получила в США назв. "русской винтовки". В 1868 принята на вооружение рус. армии под назв. "малокалиберная стрелковая винтовка № 1 системы Бердана". После замены откидного затвора скользящим наз. "винтовкой № 2 системы Бердана". В 1890-х гг. начала заменяться винтовкой образца 1891 (С. И. Мосина).

БЕРДАХ (псевд.; наст. фам. и имя Бердимурат сын Каргабая) (1827-1900), каракалпакский поэт. Родился в бедной семье. Учился в мектебе. Автор лирич., сатирич., дидактич. стихов, исто-рич. поэм ("Родословная", "Айдос бий", "Амангельды", "Ерназар бий" и др.). В поэме "Царь-самодур" Б. изобразил нар. борьбу против хана-деспота. Поэт возвеличивал труд как основу жизни и источник духовного богатства человека, горячо восставал против социального угнетения и угнетения женщины. До Окт. революц