загляните на купон-скидку или справочники: окна kbe, окна veka, окна rehau, остекление балкона, остекление лоджии, изготовление окон, монтаж окон, остекление, производство окон, металлопластиковые окна, окна пвх, пластиковые окна, установка окон, стеклопакеты и евроокна.



ВСЁ О СТРОИТЕЛЬСТВЕ, ЖЕЛЕЗОБЕТОНЕ, БЕТОНЕ, АРХИТЕКТУРЕ И НЕ ТОЛЬКО...:
ОПРЕДЕЛЕНИЯ:

АСФАЛЬТИРОВАНИЕ, устройство асфальтобетонных покрытий на автомобильных дорогах, улицах, аэродромах и т. п. путём укладки и уплотнения асфальтобетонной смеси по предварительно подготовленному основанию. В зависимости от назначения покрытия асфальтобетонную смесь (асфальтобетон) укладывают в один или два слоя на основание из щебня, гравия (нежёсткое основание) или бетона (жёсткое основание). Нижний слой толщиной 4-5 см устраивают из крупно- или среднезерни-стой смеси с остаточной пористостью 5-10% ; верхний слой толщиной 3-4 см-из средне- или мелкозернистой смеси (остаточная пористость 3-5%). При тяжёлых нагрузках и интенсивном движении транспорта покрытия устраивают 3-4-слойными общей толщиной 12-15 см. АСФАЛЬТИРОВАНИЕ начинается с очистки основания от пыли и грязи механич. дорожными щётками и поливомоечными машинами, исправления неровностей основания, обработки его поверхности жидким битумом или битумной эмульсией. Асфальтобетонная смесь приготовляется в асфальтобетоно-смесителях на стационарных или полустационарных заводах (установках), доставляется на место автомобилями-самосвалами и загружается в приёмный бункер асфалътобетоноукладчика, к-рый укладывает, разравнивает и предварительно уплотняет смесь. Окончат. уплотнение осуществляется катками дорожными. .


КОММУНАЛЬНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО, отрасль строительства, занятая сооружением объектов, связанных с обслуживанием жителей городов, посёлков городского типа, районных сельских центров и населённых пунктов сельской местности. В числе этих объектов: системы водоснабжения и канализации с очистными сооружениями и сетями; сооружения городского электрического транспорта с путевым, энергетическим хозяйством, депо и ремонтными предприятиями; сети газоснабжения и теплоснабжения с распределительными пунктами, районными и квартальными котельными; электрические сети и устройства напряжением ниже 35 кв; гостиницы; городские гидротехнические сооружения; объекты внешнего благоустройства населённых мест, озеленения, дороги, мосты, путепроводы, ливнестоки; предприятия санитарной очистки, мусороперерабатывающие и др. Планомерное развитие КОММУНАЛЬНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА в СССР началось ещё в 1-й пятилетке и осуществлялось нарастающими темпами до начала Великой Отечеств, войны 1941-45. В годы 4-й пятилетки (1946-50) проводились работы по восстановлению объектов коммунального назначения, разрушенных во время нем.-фаш. оккупации. В последующие годы КОММУНАЛЬНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО велось высокими темпами в связи с бурным развитием промышленности, культуры, увеличением численности городов и посёлков городского типа .
ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО, теория и практика планировки и застройки городов (см. Город). ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО определяют социальный строй, уровень развития производственных сил, науки и культуры, природно-климатичие условия и национальные особенности страны. ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО охватывает сложный комплекс социально-экономических, строительно-технических, архитектурно-художественных, а также санитарно-гигиенических проблем. Общим для ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО досоциалистических формаций является большее или меньшее влияние на него частной собственности на землю и недвижимое имущество..
ЗЕЛЁНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО, составная часть современного градостроительства. Городские парки, сады, скверы, бульвары, загородные парки (лесопарки, лугопарки, гидропарки, исторические, этнографические, мемориальные), национальные парки, народные парки, тесно связанные с планировочной структурой города, являются необходимым элементом общегородского ландшафта. Они способствуют образованию благоприятной в санитарно-гигиеническом отношении среды, частично определяют функциональную организацию городских территорий, служат местами массового отдыха трудящихся и содействуют художественной выразительности архитектурых ансамблей. При разработке проектов садов и парков учитывают динамику роста деревьев, состояние и расцветку их крон в зависимости от времени года.

Главная страница
Поиск по сайту
Оглавление страниц

Объяснение слов: словарь, справочник, информация. Строительство, экономика, промышленность - все сферы жизни: от А до Г, от Г до П и от П до Я

о страхования и реальные доходы населения. И. В. Комар.

Илл. см. на вклейке, табл. IV.

Здравоохранение. В 1913 в Б. работало всего лишь 143 врача и 342 чел. среднего мед. персонала; имелось св. 1,7 тыс. больничных коек. На 1 янв. 1969 в Б. насчитывалось 375 больничных учреждений на 32,8 тыс. коек, 505 врачебных учреждений, оказывающих амбулаторно-поликлинич. помощь, 6353 врача всех специальностей (т. е. 1 врач на 600 чел.); 23,3 тыс. лиц среднего мед. персонала. В 1968 функционировали 31 санаторий и 11 домов отдыха. На терр. Б. расположены курорты Аксакова, Алкино, Глуховская, Красноусолъский, Чехове, Шафраново, Юматово, Яктыкулъ, Янгантау и леч. местности Ассы, минеральные источники Туймазынефть и др.

Народное образование и культурно-просветительные учреждения. До Окт. революции на терр., занимаемой Б., грамотно было только ок. 20% населения. В 1914/15 уч. г. в 1562 общеобразоват. школах обучалось 132,5 тыс. уч-ся. Высших уч. заведений не было. За годы Сов. власти в Б. осуществлена подлинная культурная революция. Введено всеобщее обязательное 8-летнее образование, создана развёрнутая сеть уч. заведений. В 1969 в 921 детском саду воспитывалось 101,7 тыс. детей. В 1969/70 уч. г. в 4636 общеобразоват. школах всех типов обучалось 922,6 тыс. уч-ся, в 63 ср. спец. уч. заведениях - св. 60 тыс. уч-ся, в 9 вузах - Башкирском университете, нефтяном, сельскохозяйственном, 3 педаго-гич., мед., авиационном, ин-те искусств-обучалось 41,4 тыс. студентов.

В республике работали (на 1 янв. 1969): 1754 массовые библиотеки (16 340,3 тыс. экз. книг и журналов), 3166 клубных учреждений, 7 музеев (в Уфе - республиканский краеведческий, Дом-музей В. И. Ленина, Дом-музей М. Гафури, Художеств. музей им. М. В. Нестерова; в Красном Яре - Дом-музей Фрунзе ц Чапаева; Стерлитамакский краеведческий, Дом-музей К. В. Иванова в дер. Слакбаш), 7 театров (см. раздел Драматический театр), 2768 киноустановок, внешкольные учреждения - Дворец пионеров в Уфе, 48 домов пионеров, 12 дет. спортшкол, станции юных техников и юннатов.

Наука и научные учреждения. Научные общества и Ин-т нар. образования организованы в 1920. В 1921 создан Академ-центр, возглавивший работу по изучению башк. языка. В 1931 организован Ин-т социалистич. реконструкции с. х-ва, в 1932 - Ин-т нац. культуры, в 1934 -Ин-т здравоохранения и гигиены.

В годы Великой Отечеств, войны 1941-1945 в Б. работали выдающиеся деятели сов. науки: А. А. Богомолец, А. В. Палладии, Е. О. Патон, П. П. Будников, Е. С. Варга и др. В этот период учёные Б. много сделали для повышения продуктивности с. х-ва, открытия новых месторождений нефти, внедрения новых методов нефтепереработки.

В 1951 был организован Башк. филиал АН СССР (существовал до 1963); в его состав вошли Ин-т геологии, Ин-т биологии, Ин-т истории, языка и литературы, а также Отдел экономич. исследований и Отдел органич. химии, реорганизованный впоследствии в Ин-т химии. В 50-х гг. Б. добилась крупных успехов в переработке нефти. Это способствовало организации отраслевых н.-и. ин-тов, преим. технич. профиля. Так, в 1956 был создан Башк. НИИ по переработке нефти; в 1957-59 начали работать: НИИ нефтехимич. производств, НИИ с. х-ва, БашНИИ по строительству, НИИ по транспорту и хранению нефти и нефтепродуктов. В 1957 на базе педагогич. ин-та был открыт Башк. ун-т. В 1964 начал работать Уфимский филиал Всесоюзного НИИ химич. средств защиты растений с опытным заводом. В последующие годы были организованы новые вузы и н.-и. ин-ты не только в Уфе, но и в Стерлитамаке, Салавате, Бирске, Октябрьском и др.

Значительным событием явилось возобновление в 1967 деятельности Башк. филиала АН СССР как крупного регионального центра исследований в области естеств. и обществ. наук. В его науч. учреждениях в 1969 работало более 370 науч. сотрудников, в т. ч. 18 докторов и 140 кандидатов наук. Учёные Б. активно участвуют в разработке актуальных проблем нар. х-ва и культуры, в изучении природных ресурсов и производительных сил республики, вносят существенный вклад в развитие сов. науки.

Геологи Б. открыли богатейшие месторождения нефти, железных и медных руд, ставшие базой для развития нефтяной, нефтехимич. и металлургич. пром-сти; ведутся работы по палеонтологии, геотектонике и геоморфологии, геофизике, определению возраста минералов, петрологии и геохимии. В Б. работали и создали свои школы А. А. Трофимук, Г. В. Вахрушёв, К. Р. Тимергазин, А. И. Олли, работают Б. М. Юсупов, А. Я. Виссарионова, Д. Г. Ожиганов, В. Л. Яхимович и др.

Усилия биологов направлены на создание теоретич. основ повышения продуктивности с. х-ва, сохранение и увеличение лесных богатств Юж. Урала. Ведутся работы по физиологии устойчивости растений (В. К. Гирфанов, Л. И. Сергеев), экологии лесных насекомых, почвоведению (С. Н. Тайчинов и др.), изучению нуклеиновых кислот.

Башк. химики (В. Г. Беньковский, С. Р. Рафиков, Б. В. Клименок, Р. М. Масагутов, 3. И. Сюняев) работают гл. обр. над проблемами переработки высокосернистых нефтей, нефтехимич. синтеза, синтеза высокомолекулярных и физиологически активных соединений и др.

В кон. 60-х гг. в Б. начинают развиваться физико-математич. науки. В области технич. наук, связанных с нефтяной, маш.-строит., строит, и др. отраслями пром-сти, работают Г. А. Бабалян, М. М. Саттаров и др. (интенсификация процессов нефтедобычи), А. Ф. Полак и др. (разработка новых методов стр-ва).

Большую роль в развитии здравоохранения республики сыграли исследования в области медицины: проведены работы по изучению и использованию природных леч. ресурсов (Г. Н. Терегулов и др.), по хирургии (И. Г. Кадыров и др.), офтальмологии (Г. X. Кудояров и др.), терапии (3. Ш. Загидуллин и др.). Исследования в области профилактики и лечения проф. заболеваний в нефтяной и химич. пром-сти позволили резко снизить заболеваемость рабочих ведущих отраслей пром-сти Б,

Значительного развития достигли о б-ществ. науки-история, филология, литературоведение, экономика, археология, этнография. Заметный вклад в науку внесли работы археолога К. В. Сальникова, этнографа Р. Г. Кузеева, филологов Д. Г. Киекбаева, К. 3. Ахмерова, А. И. Харисова и др.

Представители экономич. науки применяют математич. методы и ЭВМ при разработке вопросов развития и размещения пром. комплексов, оптимального планирования произ-ва и заготовок с.-х. продуктов, а также ведут исследования по общеэкономич. проблемам. Для дальнейшего развития науч. исследований в республике и координации работ в отд. отраслях науки организованы 14 науч. советов. С. Р. Рафиков.

Печать, радиовещание, телевидение. В 1968 в Б. была издана 241 книга и брошюра тиражом 1658 тыс. экз.; выходило 112 изданий газет (без многотиражных) на рус., башк., тат., марийском, чуваш, и удм. языках, разовым тиражом 966 тыс. экз. Респ. газеты: ".Совет Башкортостаны" ("Советская Башкирия", с 1918), на башк. яз.; "Советская Башкирия" (с 1906, ведёт начало от газ. "Уфимский рабочий"); "Кызыл тан" ("Красная заря", с 1918), на тат. яз.; "Ленинсе" ("Ленинец", с 1923), на башк. и рус. яз.; "Башкортостан пионере" ("Пионер Башкирии", с 1930), на башк. яз. Журналы: "Лгидель" (с 1930), "Башкортостан кызы" ("Дочь Башкирии", с 1968), "Хэнэк" ("Вилы", с 1925), "Башкортостан укытыусыхы" ("Учитель Башкирии", с 1924), "Пионер" (с 1930), на башк. яз.; "Блокнот агитатора" (на башк., рус. и тат. яз.).

Респ. радио и телевидение ведут передачи на башк. и рус. яз. по 2 радио- и 2 телепрограммам, а также ретранслируют передачи из Москвы. Телецентр в Уфе.

Литература. Устная нар. поэзия башкир содержит эпосы, истсрич. и бытовые песни, сказки и легенды. Их стали записывать и публиковать (преим. рус. учёные) с нач. 19 в. К нар. творчеству примыкают свободолюбивые стихи и песни Салавата Юлаева - первого из известных нам башк. певцов-сэсэнов, сподвижника Емельяна Пугачёва. Писатели 18-19 вв. Т. Ялсыгул, Гали Сокрый, Ш.Я. Заки, Г. Салихов создавали гл. обр. религиозно-этич. поэзию. Идеи просветительства, критика схоластич. методов обучения нашли отражение в соч. писателей и учёных 2-й пол. 19 в.: М. К. Акмуллы, М. Умитбаева, М. Бикчурина и др.

В канун Революции 1905-07 в лит-ру вступил Мажит Гафури. Его произв. вошли в золотой фонд не только башкирской, но и тат. лит-ры. Он стал певцом Окт. революции. Его сб. "Красное знамя" (1917) положил начало башк. революц. лирике. В лит-ру пришли писатели -участники Гражд. войны: Тариф Гумер, Б. 3. Ишемгулов, Тухват Янаби, Имай Насыри и др. В красноармейских газетах печатались первые произв. поэта-комсомольца Шамуна Фидаи, Ярлы Карима, публициста-большевика Ш. А. Худайбер-дина.

На сцене передвижного башк. театра были поставлены: драма М. Бурангулова "Ашкадар" (1920) и муз. комедия драматурга и композитора X. К. Ибрагимова "Башмачки" (1921), высмеивающая нравы буржуа и торговцев. В 1920 Д. И. Юлтый написал пьесу "Карагул" о борьбе башк. трудящихся за свободу. В поэзии воплощались мысли и чувства человека труда, ставшего хозяином своей судьбы: сб-ки М. Гафури, С. Ф. Кудаша, Г. Гумера, Т. Янаби и др. В кон. 20-х гг. начали работать молодые писатели Сагит Агиш, Габдулла Амантай, Али Карнай, Рашит Нигмати, Myхитдин Тажи, Гайнан Хайри и др.; героями их произв. выступает молодёжь, комсомол, борцы за новую жизнь.

30-е гг. ознаменовались подъёмом башк. лит-ры, её развитием по пути социалис-тич. реализма. Теме коллективизации посвящены повести и романы С. Агиша, Б. Г. Бикбая, X. Л. Давлетшиной, А. Карная, С. Ф. Кудаша, И. Насыри, А. М. Тагирова, поэмы М. Г. Хая, Д. И. Юлтыя, драмы С. М. Мифтахова. Рост пром-сти в Б., становление рабочего класса отражены в очерке А. Карная "Ишимбай" (1935), в повести А. М. Тагирова "Кровь машин" (1934), в стихах Р. Нигмати, К. X. Даяна, С. Г. Кулибая. С поэтич. произв. о рабочем классе выступили поэты Б. X. Валид, Максуд Сюндюкле, М. Н. Марат и др. Большое развитие в лит-ре 30-х гг. получила тема Революции и Гражд. войны: романы А. М. Тагирова ("Солдаты", ч. 1-2, 1931-33, "Красногвардейцы", 1934, и "Красноармейцы", 1936), Д. И. Юлтыя ("Кровь", 1934), И. Насыри ("Кудей", 1936), повести А. Карная, X. Б. Мухтара, И. Насыри, Ч. X. Ханова, Б. X. Хасана и др. Развиваются юмор и сатира: повести С. Агиша, рассказы Г. К. Давлетшина, Б. 3. Ишем-гулова, Кирэя Мэргэна, Тухвата Янаби, стихи Г. Г. Амири. Широкое распространение получил жанр поэмы: "Шункар" (1936) и "Дитя" (1939) Гафура Саляма, "Прекрасные долины Ак-Идели" (1939) Р. Нигмати, "Страна победителей" (1935) Т. Янаби и др. Появились пьесы С. М. Мифтахова, Б. Г. Бикбая, К. X. Даяна, Н. К. Карипа.

Во время Великой Отечеств, войны 1941-45значит. развитие получила поэзия. Книги Т. Г. Арслана, А. М. Валеева, М. С. Карима, X. К. Карима, Н. Н. Наджми, Р. Нигмати и др. явились как бы поэтич. летописью войны. Образы героев фронта и тыла созданы в книгах С. Агиша ("На фронт", 1943), К. Мэргэна ("Башкиры", 1943, "Джигиты", 1944), С. Ф. Кудаша ("В степях Дона", 1943), Г. Гумера ("Рассказы деда Юлсуры", 1945) и др. На башк. сцене ставились драмы Б. Г. Бикбая, К. Мэргэна, А. К.Мубарякова.

В послевоен. годы опубл.: повесть С. Ф. Кудаша "Навстречу весне" (1952) -о дружбе поэтов Габдуллы Тукая и Мажита Гафури, его же книги воспоминаний "Незабываемые минуты" (1957), "По следам молодости" (1964); повесть Г. Гумера "Городок на волнах" (1951) - о труде плотовщиков, его же автобиографич. повесть "От порога к горнице" (1957). Большое развитие получил жанр романа. В ро-мане X. Л. Давлетшиной "Иргиз" (1957) изображена дружба и совместная борьба башк. крестьян и рус. рабочих. Прошлому народа посвящены романы: 3. А. Бии-шевой "Униженные" (1959), Я. X. Хамма-това "Золото собирается по крупицам". Романы С. Агиша ("Фундамент", 1950), А. М. Валеева ("Первые шаги", 1952), Б. Г. Бикбая ("Когда разливается Акселян", 1956) рисуют социалистич. преобразования башк. деревни. Борьба за несрть в Башкирии показана в романах К. Мэргэна "На склонах Нарыштау" (1948-49) и А. Г. Бикчентаева "Лебеди остаются на Урале" (1956). Современникам посвящены романы А. М. Валеева "Майский дождь" (1957), "Цветок шиповника", Д. Ф. Исламова "Щедрая земля" (1959) и "Дорога Москвы" (1968), А. Г. Бикчентаева "Я не сулю тебе рая" (1963), X. Г. Гиляжева "Солдаты без погон"-(1964). Среди поэтич. произв. выделяются поэмы Т. Г. Арслана, Ш. С. Биккулова" М. Г. Гали, X. К. Карима, К. К. Кинья-булатовой, С. Г. Кулибая, Н. Н. Надж-ми, Р. Нигмати, Г. З. Рамазанова М. Сюндюкле.

Значительны успехи башк. драматургии. Тепло встречены драмы И. А. Абдуллина, Н. В. Асанбаева, А. К. Атнабаева, Г. Г. Ахметшина, М. С. Карима, А. М. Мирзагитова, Н. Н. Наджми. Заметно укрепилась лит-pa для детей. Появились повести 3. А. Биишевой, А. Г. Бикчентаева, Р. Б. Габдрахманова, Ф. А. Исангулова, М. С. Карима, Уфа. 1. Дом промышленности. 1956. Арх. А. С. Любарская, В. М- Любарский, М. А. Хомутов, А. Ф. Козлов. 2. Дворец культуры им. Г. К. Орджоникидзе. 1955. Арх. Н. И. Шабаров. 3. Университет. 1958. Арх. Б. Г. Калимуллин, С. Г. Калимуллин. 4. Башкирский академический театр драмы. 1966. Арх. С.И.Якшин, Р.А.Бегунц, И. П. Антипов. К. Мэргэна. В башк. литературу влились молодые силы: поэты Р. Г. Бикбаев, Р. Я. Гарипов, А. X. Игибаев, М. Н. Каримов, Я. Кулмый, Ф. А. Рахимгулова, Р. А. Сафин, Р. Г. Хакимов, прозаики И. Г. Гиззатуллин, Г. Г. Ибрагимов, В. М. Исхаков, Н. С. Мусин и др. В республике успешно работают писатели, пишущие и на рус. яз.

Развиваются литературоведение и лит. критика. Появились монографии, исследования, посвящённые башк. лит-ре и нар. творчеству. В этой области работают А. И. Харисов, К. А. Ахмедьянов, М. Ф. Гайнуллин, С. А, Галин, Н. Т. За-рипов, X. Ш. Зиннатуллина, А. Г. Кудашев, К. Мэргэн, Г. 3. Рамазанов, С. Г. Сафуанов, А. X. Хакимов, Г. Б. Хусаинов, М. X. Мингажетдинов и др.

Г. З. Рамазанов.

Архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство. На терр. Б. открыты древнейшие в СССР палео-литич. наскальные росписи в Шульган-таше (Каповой пещере); в курганах и могильниках найдено много орнаментиров. керамики, металлич. украшений с орнаментом и стилизов. изображениями животных. На протяжении веков жилищем башкир-скотоводов служили разборные крытые войлоком юрты ("тирмэ") и шалаши, в горных и лесных р-нах - примитивные срубы ("бурама"). Зимние жилища - деревянные (реже саманные) дома. В застройке башк. аулов и особенно в архитектуре культовых сооружений (мечети, мавзолеи) отмечается влияние зодчества Волжске-Камской Болгарии. После добровольного присоединения башкир к России (16 в.) заметно воздействие рус. зодчества. В 16-18 вв. возникают города Стерлитамак, Белебей, Бирск, Уфа, в к-рых в 19 в., наряду с деревянными, появляются кам. дома в стиле классицизма, а в кон. 19 - нач. 20 вв.- здания эклектич. характера. В сов. время реконструируются старые города (Уфа, Стерлитамак, Белебей и др.), создаются новые (Салават, Октябрьский, Нефтекамск). В постройках кон. 30-50-х гг. использовались элементы классич. архитектуры (Дворец культуры им. Г. К. Орджоникидзе, арх. Н. И. Шабаров, Дом промышленности, арх. А. С. Любарская, В.М.Любарский, М.А.Хомутов, А.Ф.Козлов, ун-т, арх. Б. Г. и С. Г. Калимуллины, и др. здания - в Уфе; Дворец культуры в Салавате; Дом техники в Октябрьском). В 60-е гг. расширяется массовое строительство, застройка городов ведётся комплексно, зданиями совр. стиля, простых, лаконичных форм (Башк. академич. театр драмы, арх. С. И. Якшин и др., Гос-цирк, Дворец спорта - в Уфе: Дворец спорта в Октябрьском; новые кварталы многоэтажных домов в Уфе, Салавате и др. городах).

С давних времён у башкир развито узорное ткачество и счётная вышивка (налобные повязки-"хараусы", паласы, занавесы-"шаршау", декоративные полотенца, составляющие осн. убранство жилища). Для них характерны геометрич. узоры (ромбы, треугольники, звёзды, крестообразные фигуры, зооморфные и антропоморфные мотивы), смелые, контрастные сочетания ярких цветов. Распространены также тамбурная вышивка, аппликация на суконной обуви, тиснение по коже, чеканка и насечка по металлу. В них преобладают растит. узоры, S-образные фигуры, мотивы рогов и др. Простой геометрич. резьбой украшались деревянные предметы, вытачивались красивой формы ладьеобразные ковши ("ижау").

В формировании башк. изобразит. иск-ва большую роль сыграли художники, выступившие ещё в предреволюц. годы (на впервые организов. в Уфе выставке, 1916): первый художник-башкир К. А. Давлеткильдеев (преим. портретист), М. Н. Елгаштина, мастер мону-ментально-эпич. пейзажа А. Э. Тюлькин, А. П. Лежнев, В. С. Сыромятников. В 1920 в Уфе открылся Художеств. музей (с 1954 - им. М. В. Нестерова), в 1926 -Художеств. уч-ще (ныне Уфимское уч-ще иск-в), в к-ром получили образование многие башк. художники. В кон. 30-40-х гг. в живописи Б. значит. место занимают историко-революц. темы (картины И. И. Урядова, посв. В. И. Чапаеву, А. П. Лежнева, посв. Салавату Юлаеву, и др.) и темы социалистич. строительства. Особенно успешно развивается иск-во Б. в 50-60-е гг., когда выступают художники - воспитанники художеств. ин-тов страны. Выделяются пейзажные работы В. П. Андреева, Н. А. Русских, тонкие, полные поэтич. очарования пейзажи Б. Ф. Домашникова, характерные высветленной гаммой, декоративные полотна А. Д. Бурзянцева, А. В. Пантелеева, П. П. Салмасова. Картины на

Образцы башкирской вышивки и ткачества 19 в.

БАШКИРСКАЯ АССР Башкирское народное искусство. 1. Обувь ("ката"), украшенная аппликацией. 2. Ковш ("ижау") из дерева. 3. Кожаная сумка с тиснёным узором. Все- 19 в. историч. и совр. темы, а также портреты пишут Р. М. Нурмухаметов, А. Ф. Лутфуллин, А. А. Кузнецов, А. Т. Платонов; красочный нац. быт находит отражение в жанровых картинах Ф. А. Кащеева, натюрмортах А. X. Ситдиковой. Как театр, художники работают М. Н. Арсланов, Г. Ш. Имашева. В 60-е гг. в скульптуре выделяются Т.П. Нечаева (портретные бюсты, мелкая пластика, декоративные керамич. панно) и Б. Д. Фузеев (преим. портрет). Развивается книжная и станковая графика (Р. Г. Гумеров, Б. Я. Палеха и др.).

Илл. см. на вклейке, табл. V.

Музыка. До Окт. революции башк. музыка была представлена только нар. творчеством. Башк. нар. песня одноголосна. Её разновидности: узун-кюй (долгий, протяжный напев, включающий широкораспевные метроритмически свободные песни или инструментальные мелодии импровизац. склада), уртасакюй (полупротяжный напев), кыска-кюй (короткий напев, включающий скорые, чёткие по структуре ритмич. моторные песни или изобразит. пьесы). К кыска-кюй примыкают различные виды инструментальных мелодий: марши, сопровождающие военные мужские танцы; кыланып-бейец - мелодии, связанные с изобразительными героич. танцами; бейец-кюй - лирич. и плясовые напевы; такмак - плясовая песня типа частушки, зародившаяся в кон. 19 в. Форму героич. эпоса представляют иртэки, кубаиры, байты - песни былинного характера. Элементы многоголосья встречаются в иск-ве узляу ("игра горлом"), при к-ром исполнителю удаётся одновременно извлекать выдержанный нижний звук и мелодию. Ладовой основой нар. музыки является своеобразная пентатоника, сочетающая пентатонно-диатонич. лады. Нар. башк. муз. инструменты - курай (тростниковая продольная флейта типа пастушеской свирели), гармонь, кубыз (род варгана металлич. или деревянного).

С установлением Сов. власти в Б. начала развиваться проф. муз. культура. Значит. часть творчества башк. композиторов в 20-е гг. составляли песни и хоры (X. К. Ибрагимов, М. М. Валеев, К. Ю. Рахимов, С. X. Габаши). В театре в Стерлитамаке (с 1922 в Уфе) ставились спектакли, музыку к к-рым писали X. К. Ибрагимов (муз. комедия "Башмачки"), М. Р. Калиновский, К. Ю. Рахимов, С. X. Габаши, М. М. Валеев. В 1919 в Уфе создана муз. школа, в 1922-техникум. С 1925 в Уфе устраиваются симфонич. концерты. В 1932 при Моск.
консерватории открылось башк. отделение (руководитель - нар. арт. Башк. АССР Б. Г. Альмухаметов), реорганизованное в 1936 в муз. студию. В 30-е гг. эту студию окончили X. Ф. Ахме-тов, X. ТП. Займов, З. Г. Исмагилов, Т. Ш. Каримов, Р. А. Муртазин. В 1938 в Уфе открыты муз. театр Б. (с 1941 -Башкирский театр оперы и балета) и Башк. филармония, организованы оркестр нар. инструментов, Башк. фольклорный кабинет. С 1962 при Уфимском уч-ще искусств работает заочное отделение Муз. педагогич. ин-та им. Гнесиных (учебно-консультационный пункт). В 1963 начало работать Салаватское муз. уч-ще. В 1968 в Уфе открыт Ин-т искусств с 6 факультетами, в 1969 начали работать муз. уч-ща в Октябрьском и Давлеканово.

На основе синтеза нар.-муз. традиций и принципов европ. и, прежде всего, рус. муз. классики складывается нац.-самобытный стиль башк. музыки. В 40-х гг. поставлены первые башк. оперы "Хак-мар" М. М. Валеева, "Мэргэн" ("Меткий стрелок") А. А. Эйхенвальда, "Карлугас" ("Ласточка") Н. К. Чемберджи, и др. В 1944 состоялась премьера первого башк. балета "Журавлиная песня" Л. Б. Степанова. В 50-60-е гг. поставлены: оперы "Салават Юлаев" (1955), "Шаура" (1963), муз. комедия "Кодаса" (1958) 3. Г. Исмагилова; балеты "Горная быль" А. С. Ключарёва (1951), "Буратино" (1960), "Гюльназира" (1963) Н. Г. Сабитова, "Горный орёл" Н. Г. Сабитова и X. Ф. Ахметова (1959), "Черноликие" X. Ш. Заимова и А. Г. Чугаева (1965). Развивается симфонич., камерно-инструментальное и вокальное творчество башк. композиторов. Популярность получили произв. X. Ф. Ахметова, X. Ш. Заимова, Р. А. Муртазина, Н. Г. Сабитова и др.

Среди башк. исполнителей: дирижёры - засл. деят. иск-в Башк. АССР Н. Г. Сабитов, Г. X. Муталов; певцы -нар. артисты РСФСР Б. Н. Валеева, Г. С. Хабибуллин, М. X. Хисматуллин, засл. артисты РСФСР М. А. Ахметзя-нова, М. Г. Салигаскарова, нар. арт. Башк. АССР Г. С. Альмухаметов, засл. арт. Башк. АССР С. К. Галимова и др.; солисты балета - нар. арт. СССР 3. А. Насретдинова, нар. артисты РСФСР X. Г. Сафиуллин, Г. Г. Сулейманова, засл. артисты РСФСР Т. Ш. Худайбердина, Ф. М. Саттаров, М. А. Тагирова и др. Я. Ш. Губайдуллин.

Драматический театр. Проф. башк. театр создан после Окт. революции. В 1919 в Стерлитамаке на базе кружков красноармейской самодеятельности открылся первый нац. театр, к-рый с 1922 работает в Уфе, ныне - Башк. академич. театр драмы. В 20-30-е гг. здесь были поставлены произв. башк. драматургов -"Башмачки" X. К. Ибрагимова, "Завод", "Урняк" А. М. Тагирова, "Красная звезда" Мажита Гафури, "Карагул" Д. И. Юлтыя, "Хакмар", "Дружба и любовь" С. М. Мифтахова, "Карлугас" Б. Г. Бикбая и др. Деятели театра ставили классич. русскую ("Ревизор" Н. В. Гоголя, "Без вины виноватые" А. Н. Островского) и зап.-европ. ("Разбойники" Ф. Шиллера, "Овечий источник" Лопе де Вега и др.) драматургию, лучшие пьесы сов. авторов ("Любовь Яровая" К. А. Тренёва, "Бронепоезд 14-69" В. В. Иванова). В годы Великой Отечеств. войны 1941-45 в репертуар театров вошли патряотич. пьесы: "Война" Кирэя Мэргэна, "Жёнушка" А. К. Мубарякова, "На берегу Белой" Рашита Нигмати, "Нашествие" Л. М. Леонова и др. В 40-60-е гг. репертуар театров обогатился пьесами, посв. современности, героике Гражданской и Великой Отечеств. войн, историч. и революц. прошлому башк. народа: "Тальян-гармонь" Г. Г. Ахметшина, "Мы не расстанемся" И. А. Абдуллина, "Одинокая берёза", "В ночь лунного затмения", "Страна Айгуль" М. С. Карима, "Весенняя песнь" Н. Н. Наджми, "Раиса" Н. В. Асанбаева, "Он вернулся" и "Шонкар" А. К. Атна-баева, "Буре навстречу" Р. Ишмурата, "Сын солдата" А. М. Мирзагитова, "Неркес" И. X. Юмагулова, и др.

Сцены из спектаклей Башкирского театра драмы. Вверху - "Черноликие" по М. Гафури. 1938. Внизу - "Одинокая берёза" М. Карима. 1954.

Работают рус. театры в Уфе (осн. в 1931), в Стерлитамаке (осн. в 1938), дра-матич. театры в Сибае (осн. в 1931) и Са-лавате (осн. в 1933), Театр кукол в Уфе (осн. в 1932). Среди театр, деятелей Б.: нар. арт. СССР А. К. Мубаряков; нар. артисты РСФСР 3. И. Бикбулатова, Г. М. Мингажев, А. Ф. Зубаиров, Г. X. Карамышев, Г. М. Тукаев; засл. артисты РСФСР X. Г. Бухарский, Р. С. Янбулатова, Б. Г. Имашев; засл. деят. иск-в Башк. АССР и засл. артисты РСФСР Г.Ш.Имашева, Ш.М.Муртазина; нар. артисты Башк. АССР Г. Б. Абзгиль-дина, Л. Г. Ахтямова, Т. М. Бикташева, Д. Р. Даутова, X. И. Кудашев, М. А. Ма-гадеев, Т. Ф. Рашитова, А. Г. Сады-кова, Г. 3. Сулейманов, Г. А. Ушанов, Р. III. Файзуллин. Кадры для драматич. театров республики готовятся в ГИТИСе, Уфимском уч-ще иск-в, на театр, ф-те Уфимского ин-та иск-в (открыт в 1968).

Лит.: Тахаев X. Я., Башкирия, М., 1950; его же, Природные условия и ресурсы Башкирской АССР, Уфа, 1959; Xисматов М. Ф-, Очерки по географии Башкирии, Уфа, 1963; Маслов М. Д., Цветаев А. А., География Башкирии, Уфа, 1963; Тебе спасибо, Октябрь!, Уфа, 1967; История Башкирской АССР, 3 изд., Уфа, 1968; Очерки по истории Башкирской АССР, т. 1 (ч. 1-2)-2, Уфа, 1956-66; Усманов А. Н., Присоединение Башкирии к Русскому государству, Уфа, 1960; Усманов X. Ф., Столыпинская аграрная реформа в Башкирии, Уфа, 1958; Подготовка и проведение Великой Октябрьской социалистической революции в Башкирии. Сб. документов и материалов, Уфа, 1957; Образование Башкирской АССР. Сб. документов и материалов, Уфа, 1959; Амине в 3. А., Октябрьская социалистическая революция и гражданская война в Башкирии (1917 - 1919 гг.), Уфа, 1966; Узиков Ю. А., Подписано В. И. Лениным (По следам пяти ленинских телеграмм в Башкирию), Уфа, 1967; Башкирия за полвека, Уфа, 1969; Бурангулов И., Башкортостанди капитализмден Ycenie (1861 -1897 йылдар), Эфе, 1961; Гулиров F., Башкортостан тыныс тезолошкэ кусеу осорон-да (1919-1922 йылдар), вфе, 1958; его ж е, Баштсортостанда холтс хужалыгын аятстса бастырыу осоронда (1923-1928 йылдар), Офв, 1960; Комар И. В., География хозяйства Урала, М., 1964; Народное хозяйство Башкирской АССР. Статистический сборник, Уфа, 1967; Хисматов М. Ф., Башкирия. Экономико-географическая характеристика, Уфа, 1968; Наука в Советской Башкирии за 50 лет, Уфа, 1969; Писатели Советской Башкирии, Уфа, 1955; Молодая литература возрожденного народа, М., 1958; История башкирской советской литературы; Очерки, ч. 1 - 2, Уфа,1963-66; Баштсорт совет эзэбиэте тарихе, Эфе, 1967; Рэйнуллин М., Ьэм ХесэиновР., Бапгкорт совет языусылары, уфе, 1967; Хесэинов F., Баштсорт совет поэзияЬыньщ усеу юлдары, вфе, 1968; Тимергэлина Р. X., Бапгкортостан языусылары. (Библиогр. белешма), вфе, 1968; Сахаутдинова М., В Советской Башкирии, "Архитектура СССР", 1957, № 9; "Художник", 1959, № 6, с. 2 - 19; А в и-жанскаяС. А.,БикбулатовН. В., Кузеев Р. Г., Декоративно-прикладное искусство башкир, Уфа, 1964; Народное искусство башкир. [Альбом], Л., 1968; Пикунова Г., Песня о Башкирии, "Художник", 1969, № 4; Рыбаков С. Г., Музыка и песни уральских мусульман..., СПБ, 1897; Лебединский Л. Н., Композиторы Башкирии, М., 1955; его же, Башкирские народные песни и наигрыши, 2 изд., М., 1965; Шумская Н., Музыкальная культура Башкирской АССР, в кн.: Музыкальная культура автономных республик РСФСР, М., 1957; Башкирские народные песни, Сб. сост. X. Ф. Ахметов, Л. Н. Лебединский, А. И. Харисов, Уфа, 1954; Гаскаров Ф. А., Башкирские танцы, Уфа, 1958; Хайруллин Р., Башкирский ансамбль народного танца, Уфа, 1966; Башкирский государственный театр оперы и балета, М., 1955; Башкирский академический театр драмы, Уфа, 1969.

БАШКИРСКАЯ ПОРОДА лошадей, местная порода лошадей, сложившаяся в далёком прошлом в Башкирии. Лошади мелкорослы, приземисты, крепкой конституции, хорошо приспособлены к круглогодовому содержанию в табунах на степных, лесостепных и лесных пастбищах в условиях резко континентального климата. Масти самые разнообразные, наиболее типичны саврасая и гнедая. В породе различают типы: упряжной - укрупнённые (высота в холке 140-142 см) равнинные лошади сев. районов республики; верхово-упряжной и верхово-вьючный - более мелкие (высота в холке 130-138 см) степные и горные лошади. Живая масса (распространён термин "живой вес") 370-420 кг. Кобылы высо-комолочны, дают 8-10 л молока в сутки (1600-2000 л в среднем за лактацию), идущего гл. обр. на изготовление кумыса.

Жеребец башкирской породы.

Используют неприхотливых и выносливых башкирских лошадей на различных с.-х., трансп. работах, для разъездов под седлом и перевозки грузов вьюком. Макс, грузоподъёмность в упряжи св. 3 т. Башк. лошади ценятся также и как мясные животные: убойный выход 50-54% . Племенная работа с породой ведётся в направлении развития рабочих, молочных и мясных качеств лошадей.

БАШКИРСКИЕ ВОССТАНИЯ 17 -18 вв. Восстание 1662-64. Началось после того, как царское правительство запретило башк. феодалам набеги на калмыков и потребовало возвратить захваченных ими пленных, что ущемляло экономич. интересы башк. знати. Восстание возглавили крупные феодалы (Иш-Мухаммед, Конкас и Девеней Девлетбае-вы, Сары-Мерген и др.), стремившиеся использовать в своих целях недовольство нар. масс захватом башк. земель царской администрацией, злоупотреблениями при сборе ясака и др. Политич. ориентация феодалов неоднократно менялась. Часть из них, отказавшись от рус. подданства, искала новых покровителей в лице калмыцких тайшей или сиб. царевича Кучу-ка. Движение охватило всю Башкирию и нек-рые соседние уезды. Особого размаха достигло летом 1662. Отряды восставших действовали в районе Уфы, взяли г. Кун-гур, осадили Долматов монастырь и разгромили ряд рус. поселений в Уфимском и Кунгурском уездах. На борьбу с восстанием царское пр-во направило значит. воинские силы. К лету 1664 восстание было подавлено. Пр-во пошло на частичное удовлетворение требований восставших: подтвердило запрещение захвата башк. земель, сменило уфимского воеводу, обещало разрешить старые зем. споры и наказать виновных в злоупотреблениях при сборе ясака и т. д.

Восстание 1681-83. Поводом послужили слухи о насильственной христианизации нерус. населения Поволжья и Приуралья. Во главе восстания стояли башк. феодалы Сеит Саафер (Садиир), Иш-Мухаммед Девлетбаев и др., объявившие "священную войну" против русских и обратившиеся за помощью к калмыкам. Восстание началось осенью 1681 и развернулось первоначально в районе Закамской линии. В 1682 оно распространилось на Сибирскую дорогу, особенно Зауральскую её часть. В Башкирию прибыли калм. отряды, к-рые под видом помощи восставшим пытались подчинить себе башк. население, разоряли кочевья, захватывали пленных, скот и т. д. В 1683 восставшие прекратили борьбу. Решающую роль сыграло разочарование широких башк. масс в движении и в помощи калмыков, а также заявление рус. пр-ва о том, что оно не давало никаких распоряжений о насильственном крещении башкир.

Восстание 1705 - 11. Было вызвано введением в 1704 новых налогов и требованием поставок башкирами лошадей для рус. армии, а также сопровождавшими эти мероприятия злоупотреблениями.

Восстание возглавили крупные башк. феодалы Алдар Исекеев и Кучук (Кусюм) Тюлекеев. Отказавшись от рус. подданства, башк. феод, верхушка сделала попытку создать башк. ханство, связанное вассальными отношениями с Турцией или Крымским ханством.

Движение, развернувшееся в 1705-06 в юж. и сев.-зап. частях края, было вскоре подавлено. В 1707-08 оно вспыхнуло вновь, охватив значит, часть Башкирии, особенно её зап. р-ны, откуда перекинулось в Казанский уезд. В 1709-11 центр восстания переместился на восток края, в район Сиб. и Ногайской дорог. В борьбе с восстанием царское пр-во использовало отряды калмыков, нанёсших повстанцам серьёзное поражение летом 1710. Вместе с тем царизм вынужден был пойти на нек-рые уступки: были понижены размеры оброчных платежей, освобождены от сдачи на оброк нек-рые угодья и т. д.

Восстание 1735 - 40. Явилось реакцией башк. населения на строительство царским правительством в Башкирии крепостей, сопровождавшееся отнятием земли у башкир. Толчком к восстанию послужило выступление из Уфы отряда Оренбургской экспедиции к устью р. Ори для постройки там города. Восставшие требовали прекращения строительства крепостей. В 1735-36 осн. очагом восстания явились Юго-Зап. и Юж. Башкирия. В 1737-39 центр движения переместился в вост. часть края, в пределы Сиб. дороги. Во главе восстания стояли крупные башк. феодалы - ахун Кнль-мяк Нурушев, Акай Кусюмов, батыри Юсуп Арыков и Тюлькучура Алдагулов, муллы Бепеня Трупбердин и Юлдаш Сюярымбетов и др. Отряды восставших вели борьбу с правительств. войсками, нападали на укреплённые пункты, уничтожали поселения рус. крестьян, а также нерус. населения, не примкнувшего к движению (мишари, татар, части башкир). Башк. феод. верхушка, рассчитывая на поддержку казах. хана Абулхаира, настаивала на отказе от рус. подданства. В 1740 движение снова вспыхнуло в пределах Сиб. дороги. Восставшие сгруппировались вокруг самозванного хана Карасакала (Минлигула Юлаева), по имени к-рого движение получило назв. восстания Карасакала. Оно было жестоко подавлено. Главные руководители были приговорены к смертной казни, рядовые участники - к уплате штрафа. Царское пр-во провело ряд адм. реформ, поставивших под контроль рус. администрации внутр. жизнь башк. общин.

Н. Ф. Демидова.

Восстание 1755, восстание Батырши. Было вызвано усилением феод, гнёта, земельными притеснениями и насильств. христианизацией, проводимыми царской администрацией. Определ. роль в подготовке восстания сыграло воззвание муллы Абдуллы Але-ева, по прозванию Батырша, к-рый призывал башкир, татар, казахов, узбеков к "священной войне". Однако фактически Батырша не руководил восстанием, и всё движение проходило не под его лозунгами. Восстание носило стихийный характер. Началось 15 мая в Бурзянской вол. Ногайской дороги (Юж. Башкирия) убийством начальника горноизыскательной партии, разорением Сапсальского почтового стана и прекращением обслуживания Исетского тракта. Под натиском правительств, войск наиболее активные повстанцы ушли в казах. степи. В авг. движение в этом районе возобновилось и захватило ряд соседних волостей. Были разгромлены нек-рые з-ды и почтовые ямы (станции), убито неск. местных старшин. К концу августа движение затихло. 3-я вспышка восстания произошла в районе Осинской дороги (Сев. Башкирия) 27-28 авг. Восставшие убили старшину и начали готовиться к более активным действиям. Однако против них выступили местные феодалы, и движение прекратилось. Большую роль в этом сыграла и политика царского пр-ва, направленная на раскол восставших (прощение всех добровольно сдавшихся участников восстания, натравливание татар, казахов на башкир и др. нерус. народы и т. п.). После восстания гнёт царизма в Башкирии был неск. ослаблен.

Лит.: Устюгов Н. В., Башкирское восстание 1662 - 1664 гг., в сб.: Исторические записки, т. 24, М., 1947; его же, Башкирское восстание 1737 -1739 гг., М.- Л., 1950; Очерки по истории Башкирской АССР, т. 1, ч. 1, Уфа, 1956; Материалы научной сессии, посвященные 400-летию присоединения Башкирии к Русскому государству, Уфа, 1958; Из истории Башкирии, ч. 2, Уфа, 1963; Лебедев В. И., Башкирское восстание 1705 -1711 гг., в сб.: Исторические записки, [т.] 1, М., 1937; Акманов И. Г., Башкирское восстание 1704 -1711 гг., в кн.: Сборник научных работ аспирантов исторического факультета МГУ, М-, 1963; История СССР, с древнейших времен до наших дней, т. 3, М., 1967.

И. А. Булыгин.

БАШКИРСКИЙ ЗАПОВЕДНИК, в Башк. АССР (РСФСР). Расположен в центр, части Юж. Урала и в излучине р. Белой. Пл. 72 тыс. га. Создан в 1930 для охраны и изучения типичных лесных и лесостепных ландшафтов. Рельеф среднегорный (выс. до 930 м), в зап. части сильно расчленённый. По хр. Юж. Урала - Уралтау и Южному Крака -леса из сосны, лиственницы, берёзы. Из животных обычны: лось, косуля, бурый медведь, рысь, лесная куница, колонок, летяга, бурундук, садовая соня, глухарь, рябчик, тетерев и др., акклиматизирован марал. В излучине р. Белой смешанные и широколиств. (гл. обр. липовые) леса. Здесь сохранилась дикая башк. пчела. В реках встречаются: таймень, форель, хариус. В пределах заповедника располагается Капова пещера.

Лит.: Кучеров Е. В., Охрана природы в Башкирии, Уфа, 1958; Иванов В. М.,

Петров Е. М., Башкирский государственный заповедник, Уфа. 1965.

БАШКИРСКИЙ ТЕАТР ОПЕРЫ И БАЛЕТА, музыкальный театр Башк. АССР. Осн. в 1938 в Уфе. Труппа и оркестр были сформированы из выпускников башк. отделения Моск. консерватории и рус. артистов и музыкантов; в 1941 труппа пополнилась выпускниками башк. отделения Ленингр. хореографич. училища (театр получил назв. Б. т. о. и б.). Первым художеств, руководителем был П. М. Славинский. В репертуар театра входят нац. башкирские оперы ["Хакмар" Валеева, "Карлугас" ("Ласточка") Чемберджи, "Азат" Муртазина, "Салават Юлаев" и "Шаура" Исмагилова и др.] и балеты ("Журавлиная песня" Степанова, "Горный орёл" Сабитова и Ахметова и др.), а также рус., сов. и зарубежные оперы и балеты.

БАШКИРСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ им. 40-летия Октября, основан в 1957 в Уфе на базе Башк. пед. ин-та им. К. А. Тимирязева. Факультеты (1970): физико-математический, биологический, филологический (рус., башк., тат. отделения), исторический, географический, химический, иностранных языков (англ., франц., нем.). Заочное и вечернее отделения, аспирантура. В составе университета 36 кафедр. В 1969/70 уч. г. обучалось ок. 7 тыс. студентов; работало 420 преподавателей, из них 208 с учёной степенью или званием. В библиотеке университета ок. 550 тыс. томов. Университет выпускает "Учёные записки" (с 1957).

БАШКИРСКИЙ ЯЗЫК, язык башкирского народа, относится к кыпчакской группе зап. ветви тюркских языков. Осн. диалекты - юж. (юрматинский) и вост. (куваканский). Распространён на терр. Башк. АССР. Число говорящих на Б. я. ок. 612 тыс. чел. (1959, перепись). Наиболее близок тат. яз., от к-рого отличается фонетич. и отчасти грамматич. особенностями. Характерные особенности фонетики Б. я.: 1) наличие гласных неполного образования -[ыv], [ёv], [оv], [ev] (орфографически- "ы", "е", "о", "e"); 2) соответствие общетюркским [е], [о], [e] башкирских [и], [у], [у]; 3) наличие лабиализованного [а] (то же и в тат. яз.); 4) наличие межзубных спирантов [с] и [з], соответствующих общетюркским [с] и [з]; 5) наличие гортанного спиранта [h] (в начале слога), соответствующего общетюрк. [с]; 6) соответствие башкирского [с] общетюркскому [ч].

Литературный Б. я. развился в сов. время. Письменность на Б. я. до 1929 была на базе арабского, с 1929 - латинского, а с 1939 - рус. алфавита.

Лит.: Дмитриев Н. К., Грамматика башкирского языка, М.- Л., 1948; Баишев Т. Г., Башкирские диалекты в их отношении к литературному языку, М., 1955; Башкирско-русский словарь, М., 1958; Русско-башкирский словарь, М., 1964; Эхмэр К., Баштсорт телендэ ябай Ьойлэм синтаксисе, Эфе, 1957; Киекбаев Ж. F., Баш-корт теленец фонетикаЬы, Уфе, 1958; Сэитбатталов F. F., Башкорт теленец кушма hейлэм синтаксисе, Эфе, 1961. Е. Л. Поцелуевский,

БАШКИРСКИЙ ЯРУС, ниж. ярус ср. отдела каменноугольной системы [см. Каменноугольная система (период)]. Выделен С. В. Семихатовой в 1934 на терр. Башк. АССР. В типовом разрезе сложен известняками с характерным комплексом фораминифер (Pseudastaf-fella antiqua Dut. и др.) и брахиопод (Choristites bisulcatiformis Semid. и др.).

В СССР распространён на Урале, на Тимане, в Поволжье, в Донбассе, в Ср. Азии. В Зап. Европе Б. я. отвечают верхи намюра и низы вестфала местной стратиграфич. схемы.

БАШКИРЦЕВА Мария Константиновна [11(23).11.1860, с. Гавронцы Полтавской губ.,-19;31).10.1884, Париж], русская писательница и художница. С 1870 жила за границей. Известна как автор "Дневника" (на франц. яз., 1887, рус. пер. 1892), в к-ром содержатся описания её путешествий по Италии, Испании, оценка франц. (Э. Мане) и исп. (Д. Веласкес) художников. Сохранились отзывы о Б. И. Е. Репина, В. Я. Брюсова, А. Франса.

Соч.: Дневник, П.-М., 1916; Неизданный дневник М. Башкирцевой и переписка с Гюи-де-Мопассаном, Ялта, 1904; В a s z-kircew M., Dziennik, Warsz., 1967 (пер. с франц.). В. И. Крастина.

БАШКИРЫ (самоназв.- башкорт), нация, коренное население Башк. АССР. Живут также в Челябинской, Оренбургской, Курганской, Пермской, Свердловской, Куйбышевской и Саратовской областях. Говорят на башкирском языке. Общая числ. 989 тыс. чел. (1959, перепись), из них в Башк. АССР 737,7 тыс. чел. Верующие Б.- мусульмане-сунниты.

Этногенез Б. чрезвычайно сложен. Юж. Урал и прилегающие степи, где произошло формирование народа, издавна были ареной активного взаимодействия разных культур и языков. Во 2-й пол. 1-го тыс. до н. э. на Ю. Башкирии жили ираноязычные скотоводы сарматы, на С.- земледельческо-охотничьи племена ананъинской культуры, предки финно-угорских народов. В 1-м тыс. н. э. начинается проникновение на Юж. Урал тюрк. кочевников, к кон. 1-го тыс. занявших всю Башкирию. Вытеснив и отчасти ассимилировав аборигенов, тюрк. племена, очевидно, сыграли решающую роль в сложении языка, культуры и физич. облика Б. К 9-10 вв. восходят первые письм. сведения о Б. К этому времени, вероятно, завершается формирование основного ядра народа. В этногенезе Б. участвовали огузо-печенежские племена, волж-ско-камские болгары, позднее - кыпчаки (11-13 вв.) и нек-рые монг. племена (13-14 вв.). После разгрома Золотой Орды Б. оказались под властью Казанского, Ногайского и Сибирского ханств. Присоединение к Моск. гос-ву (1552-57), покончив с расчленённостью племён, способствовало сплочению башк. народности.

Осн. занятием Б. в прошлом было кочевое скотоводство; были распространены охота, бортничество, из ремёсел -ткачество, выделка войлока, производство безворсовых ковров, вышивка, обработка кожи. В 17-19 вв. Б. перешли к земледелию и оседлой жизни. Типы жилища разнообразны, преобладают сруб-ные, плетнёвые и саманные, у вост. Б. в прошлом - войлочная юрта ("тирмэ"). Одежду шили из овчины, домотканых и покупных тканей; были распространены различные украшения из кораллов, бисера, раковин, монет.

В сов. время в Башкирии, получившей в 1919 нац. автономию, в ходе социалистич. строительства создана мощная совр. пром-сть, высокомеханизиров. с. х-во. Коренные изменения произошли в быту Б. Больших успехов достигли наука и культура - выросла нац. интеллигенция, созданы нац. лит-pa и профессиональное иск-во. См. Башкирская АССР.

Лит.: Народы Европейской части СССР, т. 2, М., 1964 (библ.); Археология и этнография Башкирии, т. 1 - 2, Уфа, 1962 - 64. Н. В. Бикбулатов.

БАШЛАР (Bachelard) Гастон (27.6.1884, Бар-сюр-Об,-16.10.1962), французский философ, положивший начало т. н. неорационализму. Чл. Академии моральных и политич. наук (1955). С 1919 по 1930проф. физики и химии в коллеже Бар-сюр-Об, с 1940 руководил в Сорбонне кафедрой истории и философии наук, затем -Ин-том истории наук. Исходный принцип философии Б.- понятие "нового научного разума", к-рое, по мысли Б., является выражением совр. ступени познания. Б. в духе неокантианства утверждает, что объект науч. познания (напр., совр. физики) выступает не как реальность, а как модель, явившаяся результатом предыдущей логич. и экспериментальной деятельности; непосредств. данность природы играет здесь роль повода (pretexte) для науч. мысли, а не объекта знания (см. "Le nouvel esprit scientifique", P., 1934, p. 6). Соприкоснуться с реальными элементами мира позволяет творческое воображение, оперирующее образами.

С о ч.: Le rationalisme applique, P., 1949; Le materialisme rationnel, P., 1953.

Лит.: Hommage a Gaston Bachelard, P., 1957; Gui11et P., Bachelard. Presentation, choi-s de textes, bibliographie, P., 1964; D a-gognet F., Gaston Bachelard, P., 1965.

Т. А. Сахарова.

БАШЛЫК (тюрк.), суконный остроконечный капюшон, надеваемый в непогоду поверх к.-л. головного убора. Имеет длинные концы для обматывания вокруг шеи.

БАШМАК в технике: полюсный - часть магнитных полюсов элект-рич. машин, обеспечивающая требуемое распределение плотности магнитного потока; тормозной - приспособление, накладываемое на ж.-д. рельс для затор-маживания подвижного состава; свайный - стальной наконечник, надеваемый на нижний заострённый конец сваи; технологический - опора для установки и выверки машин.

"БАШМАК" (нем. "Bundschuh"), назв. тайных крестьянских союзов в Юго-Зап. Германии 15 - нач. 16 вв. Знамя с изображением башмака было символом крест, борьбы против усиливавшегося гнёта феодалов и князей. Первые сведения о "Б." относятся к 30-40-м гг. 15 в. (Юж. Шварцвальд, Эльзас и др. земли Верх. Рейна). В 1493 был раскрыт заговор "Б." в Эльзасе. Центром нового заговора "Б." (1502) был район Шпейерского епископства, но действия его распространились по всему Верх. Рейну. Его требования носили ярко выраженный антифеод, характер (раздел церк. земель, упразднение всех феод. повинностей и поборов, свободное пользование общинными угодьями). Заговор был раскрыт, союз разгромлен. Однако его руководитель крестьянин Фриц Иосс в 1513 организовал новый союз с центром в д. Леен (ок. г. Фрей-бурга). Ему удалось вовлечь в союз представителей различных слоев обществ. оппозиции. Требование союза "Б." 1513 об упразднении всех властей, кроме императора, по существу было требованием ликвидации гос. раздробленности Германии. В новом заговоре "Б." 1517, охватившем большой район Юго-Зап. Германии, отчётливо обнаружилось стремление крестьян и гор. плебейства к единству действий. Пропаганда восстания и провозглашённые союзами "Б." требования сыграли важную роль в подготовке Крестьянской войны 1524-26.

Восставшие крестьяне со знаменем "Башмака" берут в плен рыцаря. Гравюра на дереве. 16 в.

Лит.: Энгельс Ф., Крестьянская война в Германии .Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 7; Смирин М., Очерки истории политической борьбы в Германии перед Реформацией, М., 1952; Rоsenkranz A., Der Bundschuh..., Bd 1 - 2, Hdlb., 1927. М.М.Смирин.

БАШМАКОВ Дементий Минич (гг. рожд. и смерти неизв.), государственный деятель России 2-й пол. 17 в. Дьяк, с 1665 думный дьяк, с 1676 печатник (хранитель гос. печати), с 1688 думный дворянин. В 1655-1700 служил в 16 приказах: Разрядном, Посольском, Большого дворца, Сыскном и др. При Алексее Михайловиче возглавлял в 1658-64, 1676 Приказ тайных дел, участвовал в следствии над участниками Московского восстания 1662; в 1672 ездил с посольством в Польшу. Последний раз упоминается в источниках в 1700.

Лит.: Богоявленский С. К., Приказные судьи XVII в., М.- Л., 1946; Буганов В. И., Московское восстание 1662, М., 1964.

БАШМАЧОК (Cypripedium), венерин башмачок, род многолетних травянистых растений сем. орхидных. Цветки крупные, разнообразной окраски. Один из листочков околоцветника имеет своеобразную вздутую форму, несколько напоминающую башмачок (отсюда назв.). Ок. 50 видов в умеренной зоне Сев. Америки, Европы и Азии. В СССР 4 вида. Б. настоящий (С. calceolus), Б. крупноцветный (С. macranthum) и Б. пятнистый (С. guttatum) растут в европ. части и Сибири; Б. ятабе (С. yatabeanum) -на Камчатке и Д. Востоке. Нек-рые виды Б. выращивают в садах как декоративные растения; в оранжереях под этим назв. культивируют тропич. орхидеи из родов пафиопедилюм и фрагмипедиум.

Башмачок настоящий.

С. С. Морщихина.

БАШНЯ. Первоначально Б. строились для целей обороны (сторожевые вышки, крепостные Б., донжоны и др.) и сигнализации (маяки), позднее также как культовые (колокольни, минареты), гражд. (Б. ратуш, часто с гор. часами) и инж. (водонапорные, радио-, телевизионные, силосные и др. Б.) сооружения. Возвышаясь над окружающей застройкой, выразит, и динамичные по композиции, Б. часто играют роль осн. высотной доминанты ансамбля и своего рода эмблемы города. К выдающимся образцам Б. относятся: т. н. "Падающая башня" в Пизе (1174-1372, выc. 56 м); сев. башня собора в Страсбуре (1399 -1439, вые. 42 м); башни Моск. Кремля (15-17 вв.); Эйфелева башня в Париже, построенная как эмблема достижений техники 19 в. для Всемирной выставки (1889, вые. ок. 300 м, инж. А. Г. Эйфель); стальная радиобашня оригинальной конструкции инж. В. Г. Шухова в Москве (1921, вые. ок. 148 м); железобетонная с 51-метровым стальным завершением Б. в Штутгарте (1954-56, вые. ок. 160 м, арх. Ф. Леонхардт). Совр. Б. сооружают из стали, дерева, железобетона, камня (телевизионные Б., Б. обслуживания космодромов, радиобашни, водонапорные, силосные Б. и т. п.). Конструкция ствола Б. из стали или дерева обычно представляет собой пространств. стержневую систему; сечение ствола может быть круглым, квадратным, прямоугольным, треугольным или многоугольным. Ствол Б., возводимых из железобетона или камня (кирпича), в большинстве случаев имеет круглое сечение.

Слева-"Падающая башня" в Пизе (1174 - 1372). В центре-Эйфелева башня в Париже (1889, инж. А. Г. Эйфель). Справа-радиобашня в Москве (1921, инж. В. Г. Шухов).

Б. в основном подвержены действию нагрузок метеорологического характера - ветровой, температурной, оледенению. Для расчёта Б. применяются общие правила строит. механики; производится статич. расчёт на прочность, устойчивость и деформативность, а также дина-мич. расчёт. Самая высокая в мире Б.-Общесоюзного телевиз. центра в Москве (1961-68) - имеет вые. 533 м, состоит из двух частей - железобетонной (до отметки 385 м) и металлической (арх. Д. И. Бурдин, М. А. Шкуд, Л. Н. Щипакин, инж. Н. В. Никитин, Б. А. Злобин; Ленинская пр., 1970. Илл. см.в ст. Москва). См. также Башня крепостная, Башня обслуживания, Телевизионная башня.

БАШНЯ АСТРОНОМИЧЕСКАЯ, помещение для установки телескопа. Чтобы возможные вибрации не передавались телескопу, для него возводят отдельный фундамент, не соприкасающийся со стенами и перекрытиями башни. Нижние этажи Б. а. часто используются для лабораторий и др. вспомогат. целей, в верхнем, неотапливаемом этаже устанавливается телескоп. Крыша небольших башен делается откатной или раздвигающейся на две стороны. Большие Б. а. снабжаются вращающимися полусферич. куполами с открывающейся щелью, через к-рую производятся астрономич. наблюдения. Снаружи современные Б. а. обшиваются солнцезащитными козырьками (см. рис.). Н. Н. Михелъсон.

БАШНЯ КРЕПОСТНАЯ, оборонит. постройка, составная часть крепостных оград (стен) в древние и средние века. Б. к. сооружались из кирпича, камня и дерева в углах ограды и на длинных прямолинейных участках; несколько выступая за плоскость стены, имели круглую, полукруглую, прямоугольную, многоугольную и др. формы, с поперечником до 20 м, высотой иногда в 1,5 -2 раза выше стен. Башни предназначались для наблюдения, обеспечения продольного обстрела крепостных стен, подступов к ним и защиты ворот, служили укрытием для войск и опорным пунктом обороны. С появлением артиллерии Б. к. стали делать массивнее, уменьшать по высоте, приспособлять к стрельбе из орудий. С развитием артиллерии с 16-17 вв. Б. к. стали заменять бастионами.

БАШНЯ ОБСЛУЖИВАНИЯ, металлоконструкция, обеспечивающая доступ людей, подачу приборов, приспособлений и т. п. к разл. ярусам обслуживания космич. летательного аппарата, находящегося в вертик. положении на пусковой системе космодрома. В ряде случаев на Б. о. прокладываются коммуникации с наполнит, соединениями для заправки объектов топливом и термостатирования. На площадки Б. о. поднимаются посредством лифтов и лестниц. Перед пуском Б. о. отводят от пусковой системы на безопасное расстояние (самоходные - по рельсовой колее или транспортёром). Масса совр. Б. о. достигает 3500 га, высота более 100 м, сторона основания 50 м. Нек-рые Б. о.- автономные агрегаты с собств. электростанцией, отоплением, системой кондиционирования воздуха, осветит, сетью, вентиляцией и связью.

Отвод башни обслуживания перед пуском ракеты.

Башня 70-см телескопа на Пулковской обсерватории.

БАШТАН, то же, что бахча.

БАШТАНКА, посёлок гор. типа, центр Баштанского р-на Николаевской обл. УССР, в 11 км от ж.-д. ст. Явкино. 7,7 тыс. жит. (1968). 3-д стройматериалов. Лесомелиоративная станция.

БАШШАР ИБН БУРД (г. рожд. неизв.-ум. 787), арабский поэт, вошедший также в историю персидской лит-ры. Писал на перс, и араб, языках. Перс по происхождению. Жил в Басре и Багдаде. Основоположник "нового стиля" в араб, поэзии. Открыто выступал в защиту маздаизма, дуалистич. учения древних персов и ми-дийцев, основанного на признании двух противоположных сил в природе - добра и зла. Панегирист халифа аль-Махди. Оскорбил сатирой везиря, за что поплатился жизнью. О Б. и. Б. сложены многочисл. анекдоты, к-рые сохранились в ъКитаб алъ-агани".

Лит.: Brockelmann С.. Geschichte der arabischen Litteratur, Bd 1, Weimar, 1898; Абу-ль-Фарадж аль-Исфаxани, Кптаб аль-агани, т. 3, 6, Булак, 1873.

БАЩЕЛАКСКИЙ ХРЕБЕТ, горный хребет на С.-З. Алтая, в междуречье Ануя и Чарыша (басс. Оби). Дл. ок. 120 км, выс. до 2421 м. Сложен гранитами и кристаллич. сланцами. В невысоких массивах сев.-зап. части хребта горная лесостепь, на С. и С.-В. темно-хвойная тайга, на Ю. лиственничные леса. Выше 2000 м - альп. луга и горные тундры.

БАЯДЕРА (франц. bayadere, от португ. bailadeira - танцовщица), собират. название, получившее распространение у европ. народов в 19 - нач. 20 вв. и обозначающее индийских женщин, принадлежащих к кастам проф. исполнителей танцев. Этим названием объединялись и храмовые танцовщицы (девадаси), и танцовщицы, выступающие за плату в ресторанах, частных домах, и т. д.

БАЯЗЕТ (совр. Догубаязит), город на С.-В. Турции (вилайет Агры). Во время рус.-тур. войны 1877-78 отряд рус. войск (ок. 1650 чел.) 6(18) июня 1877 был осаждён в Б. тур. отрядом Фаик-паши (ок. 11 тыс. чел., 11 орудий) и героически выдержал 23-дневную осаду при остром недостатке продовольствия и воды (к концу осады - 50 г сухарей и 1 ложка воды на 1 чел. в день). Руководили обороной полк. И. Хан Нахичеванский, капитан Штоквич и поручик Томашевский. 28 июня (10 июля) подошедший Эриванский отряд ген. Тер-гукасова отбросил тур. войска и вынудил их снять осаду.

БАЯЗИД I Молниеносный (Bayezit I Yildirim) (1354 или 1360 -8.3.1403), турецкий султан из династии Османов в 1389-1402. Тур. войска, предводительствуемые Б. I, захватили обширные территории на Балканском п-ове и в Анатолии, подвергли в 1394 блокаде Константинополь (продолжалась безуспешно до 1401); в сект. 1396 нанесли поражение армии крестоносцев под Никополем (Болгария). В сражении с Тимуром у Анкары (см. Анкарская битва 1402), когда Б. I изменили анатолийские эмиры, он был разбит и взят в плен, где и умер (по нек-рым данным, отравился).

БАЯЗИД АНСАРИ (1525 или 1515, г. Джаландхар, Пенджаб,- 1585), афганский писатель, основатель секты и руководитель антифеод. и антимогольского движения рошани в Афганистане. Род. в семье духовного лица. Среди своих последователей известен как Пир Ро-шан (Светлый старец). Б. А. и его последователи выступали против господства Великих Моголов, а также против захвата общинных земель верхушкой афг. племён. Своё учение изложил в сочинении "Преблагая весть", написанном рифмованной прозой на яз. пушту; имеются стихотворные вставки на араб, яз., яз. фарси и урду. Б. А. оказал влияние на развитие афг. литературы.

Соч.: Хайр-уль-байан, таснифе Байазид Ансари (Хайр-уль-баян, сочинение Баязида Ансари), Пешавар, 1967.

Лит.: Асланов М. Г., Народное движение рошани и его отражение в афганской литературе 16 -17 вв., "Советское востоковедение", 1955, № 5; Xадим Киамуддин, Баязид Рошан, Кабул, [1953]; Р и ш-ти н С., Ды миан Рошан "Халнама", "Кабул", 1964, № 2, апр.- май. См. также лит. при ст. Рошани. М. Г. Асланов.

БАЯЛИНОВ Касымалы (р. 15.9.1902, местность Кок-Мойнок, ныне в Иссык-Кульском р-не Кирг. ССР), киргизский советский писатель. Род. в семье кочевника-скотовода. Начал писать в 1923. Повесть Б. "Аджар" (1928) о трагич. судьбе женщин в дни Среднеазиатского восстания - первое реалистическое произв. кирг. прозы. В 1929-40 писал рассказы о новой жизни Сов. Киргизии ("Мурат", "Счастливый табунщик"). Воен. теме посвящён цикл рассказов "В огне". Статья Б. "Некоторые предложения г-ну Пойнтону" (1948) разоблачала клевету англо-амер. империалистов, пытавшихся отрицать расцвет нац. культур в СССР. В повести "На берегах Иссык-Куля" (1947) показана жизнь колх. села в дни войны. Повесть "Долина Курмана" (1958) рисует один из эпизодов восстания 1916. Роман "Братство" (1962; рус. пер. 1965, переизд. 1967) проникнут идеями братства народов, пролетарского интернационализма.

Соч.: Кал боюнда, Фр., 1959; Боордоштор, 2 изд.,Фр., 1967; в рус. пер.-Счастье. Повести и рассказы, М., 1948; Долина Курмана. Повести, рассказы, очерки, Фр., 1958; Аджар, Фр., 1965; Братство. Трилогия, кн. 1, Фр., 1965.

Лит.: Тулегабылов М., Касымалы Баялиновдун чыгармачылык жолу, Фр., 1966.

БАЯ-МАРЕ (Baia Mare), быв. адм. область на С.-З. Румынии; в 1960 преобразована в обл. Марамуреш, терр. к-рой в 1968 вошла в состав уездов Марамуреш и Сату-Маре.

БАЯ-МАРЕ (Baia Mare), город на С.-З. Румынии. Адм. ц. уезда Марамуреш. 63 тыс. жит., с пригородами 109 тыс. жит. (1968). Центр района добычи цветных металлов. З-д цветной металлургии (свинец, медь, золото), производство серной к-ты; предприятия горного оборудования, пищ., швейной, деревообр. пром-сти.

Архит. памятники: готич. башня Штефана (15 в.;, площадь Фриму с домами 17-18 вв. и частично сохранившимися крепостными бастионами (16 в.). Совр. жилая застройка - каркасные крупнопанельные дома с лоджиями.

БАЯМО (Вауашо), город в вост. части Кубы, в пров. Орьенте, на р. Баямо. 43 тыс. жит. (1966). Ж.-д. узел. Торг. центр с.-х. р-на (сах. тростник, кофе, какао, зерновые, фрукты; кр. рог. скот). Пищ. пром-сть (гл. обр. сахарная) - в р-не Б. Осн. в 1513.

БАЯН (Hyp Баян) Hyp Галимович (15.5.1905, дер. Аняк, ныне Актанышский р-н Тат. АССР,-23.4.1945,Австрия), татарский советский поэт. Род. в крест. семье. Печататься начал в 1925. Стихи Б. насыщены высоким патриотизмом -"Наши знамёна" (1937), "Ленин в народе" (1941). Фронтовые песни Б. периода Великой Отечеств, войны проникнуты верой в победу сов. народа: "Весна" (1942), "На нашем пути - ленинская веха" (1943) и др. Погиб в боях за освобождение Австрии.

С о ч.: Шигырьлэр. Поэмалар, Казан, 1954; Шигырьлэр. Поэмалар, Казан, 1960.

БАЯН (по имени легендарного др.-рус. певца-сказителя Баяна, или Бонна), язычковый пневматич. инструмент, ручная кнопочная гармонь с полным хрома-тич. звукорядом на правой клавиатуре (диапазон си-бемоль большой октавы -до-диез четвёртой), басами и готовым аккордовым аккомпанементом на левой (см. Гармонь). Басы - в диапазоне одной октавы, но каждая нота звучит одновременно в пяти (четырёх) октавах. Готовые аккорды - мажорные и минорные трезвучия и их обращения, септаккорды (иногда и уменьшенные септаккорды) - имеются во всех тональностях. Предшественники Б.- четырёхрядная петербургская гармоника и трёхрядная "венская". Назв. Б. впервые было дано четырёхрядной усовершенствованной хроматич. гармонике её конструктором П. Е. Стерлиговым и гармонистом Я. Ф. Орланским в 1907 (Петербург). С нач. 20 в. в России стали известны также системы В. П. Хегстрема, Н. 3. Си-ницкого, "московская", или "заграничная" (она же "венская", изобретена нем. мастером Г. Мирвальдом в 1891). В 20-х гг. к пром. произ-ву Б. в СССР была принята моск, система. В междунар. практике применяются системы: венская (трёхрядная), бельгийская (аналогичная венской, но пятирядная), итальянская и французская (пятирядные). Наиболее распространены бельгийская и итальянская. Пяти- (шести-) рядная клавиатура, дублирующая осн. ряды в той же последовательности, а также использование пятипальцевой аппликатуры, значительно облегчают игру на Б. Ещё большими исполнительскими возможностями обладает т. н. готово-выборный, многотембровый Б. Его отличают введение регистров-переключателей и дополнит. клавиатуры для левой руки с тем же расположением звуков, что и на правой (диапазон ми контроктавы - до-диез третьей октавы - постоянной, фа-диез второй -фa большой октавы - с переключением). . является не только народным, но и сольным концертным оркестровым инструментом. Для Б. издаётся обширная лит-pa в СССР и за рубежом, где он известен под назв. кнопочного (или хроматич.) аккордеона. А. М. Мирек.

БАЯНАУЛ, посёлок гор. типа, центр Баянаульского р-на Павлодарской обл. Казах. ССР. Расположен в Баянауль-ских горах на берегу оз. Сабындыкуль, в 135 км к Ю. от ж.-д. ст. Экибастуз (на линии Целиноград - Павлодар). 7,5 тыс. жит. (1967). Комбинат железобетонных конструкций и стройматериалов, комбикормовый з-д. Музей К. И. Сатпаева, к-рый родился в Баянаульском р-не и жил в Б. в 1920-22.

БАЯНГОЛ, посёлок гор. типа в Зака-менском р-не Бурят. АССР. Расположен в юго-зап. части республики, в 263 км к 3. от ж.-д. ст. Джида (на линии Улан-Удэ - Наушки). 3,8 тыс. жит. (1968). Добыча угля, электростанция, снабжающая энергией Джидинский горнопром. узел.

БАЯН-ТУМЕН, Баин-Тумен, быв. назв. г. Чойбалсан в МНР.

БАЯН-УЛЭГЭЙ, Улэгэй, город в зап. части МНР, в долине р. Кобдо. Адм. ц. Баян-Улэгэйского аймака. 8,1 тыс. жит. (1963). Трансп. пункт на трансмонгольском (широтном) автотракте. Текст. (шерст.), швейные, пищ. предприятия.

БАЯН-ХАРА-УЛА, горный хребет в вост. части Куньлуня, в КНР. Дл. ок. 750 км. Тянется в направлении с С.-З. на Ю.-В., представляя собой водораздел верховьев рек Хуанхэ на С., Янцзы на Ю.Выс. до 5500 м. Сев. склоны пологи, южные круто обрываются к р.Янцзы и прорезаны многочисл. реками. Вершины преим. плоские куполообразные. Преобладают ландшафты холодных высокогорных пустынь; в гребневой зоне - вечные снега.

БАЯН-ХОНГОР, город в зап. части МНР, на р. Туйн-Гол. Адм. ц. Баян-Хонгорского аймака. 7,3 тыс. жит. (1963). Трансп. пункт на трансмонгольском (широтном) автотракте. Предприятия пищ., швейные, стройматериалов.

БАЯР (Вауаг) Махмуд Джеляль (р. 15.5. 1884, дер. Умурбей, вилайет Бурса), гос. деятель Турции. Активный участник Кемалистской революции. С 1920 занимал различные правительств. посты. В 1924-32 ген. директор Делового банка, в 1932-37 мин. экономики, в 1937-39 премьер-мин. С 1939 перешёл в оппозицию к правительству Народно-республиканской партии (НРП); в 1946 участвовал в основании Демократич. партии (ДП) и был избран её председателем. После победы ДП на парламентских выборах в мае 1950 - президент Тур. Республики. Вместе с премьер-мин. А. Мендересом и др. лидерами ДП Б. был во время произведённого армией 27 мая 1960 гос. переворота арестован, предан суду и в сент. 1961 приговорён к смертной казни, заменённой пожизненным тюремным заключением. В 1964 (по состоянию здоровья) освобождён. В 1969 восстановлен в политич. правах.

Бая-Маре. Центр города.

БАЯТИ (аль-Баяти) Абд аль-Вах-хаб (р. 1926, Багдад), иракский поэт. Род. в семье торговца. Окончил пед. ин-т, был преподавателем (1950-54). Опубл. сб-ки стихов "Ангелы и черти" (1950) и "Разбитые кувшины" (1955). За стихи против колониализма и реакц. правительства Нури Сайда подвергался репрессиям. В 1955 уехал в эмиграцию; в Каире опубл. сб-ки "Слава детям и оливам" (1956), "Стихи в изгнании" (1958). В сб-ках "Двадцать поэм из Берлина" (1959), "Слова, которые не умрут" (1960) переданы впечатления об СССР и др. социалистич. странах. Б. принадле