загляните на купон-скидку или справочники: окна kbe, окна veka, окна rehau, остекление балкона, остекление лоджии, изготовление окон, монтаж окон, остекление, производство окон, металлопластиковые окна, окна пвх, пластиковые окна, установка окон, стеклопакеты и евроокна.



ВСЁ О СТРОИТЕЛЬСТВЕ, ЖЕЛЕЗОБЕТОНЕ, БЕТОНЕ, АРХИТЕКТУРЕ И НЕ ТОЛЬКО...:
ОПРЕДЕЛЕНИЯ:

АСФАЛЬТИРОВАНИЕ, устройство асфальтобетонных покрытий на автомобильных дорогах, улицах, аэродромах и т. п. путём укладки и уплотнения асфальтобетонной смеси по предварительно подготовленному основанию. В зависимости от назначения покрытия асфальтобетонную смесь (асфальтобетон) укладывают в один или два слоя на основание из щебня, гравия (нежёсткое основание) или бетона (жёсткое основание). Нижний слой толщиной 4-5 см устраивают из крупно- или среднезерни-стой смеси с остаточной пористостью 5-10% ; верхний слой толщиной 3-4 см-из средне- или мелкозернистой смеси (остаточная пористость 3-5%). При тяжёлых нагрузках и интенсивном движении транспорта покрытия устраивают 3-4-слойными общей толщиной 12-15 см. АСФАЛЬТИРОВАНИЕ начинается с очистки основания от пыли и грязи механич. дорожными щётками и поливомоечными машинами, исправления неровностей основания, обработки его поверхности жидким битумом или битумной эмульсией. Асфальтобетонная смесь приготовляется в асфальтобетоно-смесителях на стационарных или полустационарных заводах (установках), доставляется на место автомобилями-самосвалами и загружается в приёмный бункер асфалътобетоноукладчика, к-рый укладывает, разравнивает и предварительно уплотняет смесь. Окончат. уплотнение осуществляется катками дорожными. .


КОММУНАЛЬНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО, отрасль строительства, занятая сооружением объектов, связанных с обслуживанием жителей городов, посёлков городского типа, районных сельских центров и населённых пунктов сельской местности. В числе этих объектов: системы водоснабжения и канализации с очистными сооружениями и сетями; сооружения городского электрического транспорта с путевым, энергетическим хозяйством, депо и ремонтными предприятиями; сети газоснабжения и теплоснабжения с распределительными пунктами, районными и квартальными котельными; электрические сети и устройства напряжением ниже 35 кв; гостиницы; городские гидротехнические сооружения; объекты внешнего благоустройства населённых мест, озеленения, дороги, мосты, путепроводы, ливнестоки; предприятия санитарной очистки, мусороперерабатывающие и др. Планомерное развитие КОММУНАЛЬНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА в СССР началось ещё в 1-й пятилетке и осуществлялось нарастающими темпами до начала Великой Отечеств, войны 1941-45. В годы 4-й пятилетки (1946-50) проводились работы по восстановлению объектов коммунального назначения, разрушенных во время нем.-фаш. оккупации. В последующие годы КОММУНАЛЬНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО велось высокими темпами в связи с бурным развитием промышленности, культуры, увеличением численности городов и посёлков городского типа .
ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО, теория и практика планировки и застройки городов (см. Город). ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО определяют социальный строй, уровень развития производственных сил, науки и культуры, природно-климатичие условия и национальные особенности страны. ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО охватывает сложный комплекс социально-экономических, строительно-технических, архитектурно-художественных, а также санитарно-гигиенических проблем. Общим для ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО досоциалистических формаций является большее или меньшее влияние на него частной собственности на землю и недвижимое имущество..
ЗЕЛЁНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО, составная часть современного градостроительства. Городские парки, сады, скверы, бульвары, загородные парки (лесопарки, лугопарки, гидропарки, исторические, этнографические, мемориальные), национальные парки, народные парки, тесно связанные с планировочной структурой города, являются необходимым элементом общегородского ландшафта. Они способствуют образованию благоприятной в санитарно-гигиеническом отношении среды, частично определяют функциональную организацию городских территорий, служат местами массового отдыха трудящихся и содействуют художественной выразительности архитектурых ансамблей. При разработке проектов садов и парков учитывают динамику роста деревьев, состояние и расцветку их крон в зависимости от времени года.

Главная страница
Поиск по сайту
Оглавление страниц

Объяснение слов: словарь, справочник, информация. Строительство, экономика, промышленность - все сферы жизни: от А до Г, от Г до П и от П до Я

памятники нар. лит-ры и др. С 1 окт. 1936, после провозглашения автономии Страны басков, на Б. я. появились худож. лит-ра и периодика. Фаш. режим Франко, уничтоживший автономию басков, ликвидировал печать на Б. я.

Лит.: Жирков Л. И., Проблема языка басков, "Изв. АН СССР. Отд. литературы и языка", 1945, т. 4, в. 3-4; Шишмарев В., Очерки по истории языков Испании, М.- Л., 1941; его же, Баскский язык, в кн.: Культура Испании, М.- Л., 1940; Шухардт Г., Баскский язык и языкознание, в его кн.: Избранные статьи по языкознанию, пер. с нем., М., 1950; Gandia E. d e, Origenes prearios del pueblo vasco, B. Aires, 1943; E1eas A., El vasco, analisis de la lengua vasca, Tucu-man, 1935; Mendizabal L., La lengua vasca, gramatica, conversacion, diccionario vasco-castellano у castellano-vasco, B. Aires, 1943; Gramatica vasca, 2 ed., [San Sebastian], 1959; Lafon R., La lengua vasca, Encyclopedia lingiiistica hispanica, t. 1, Madrid, 1959; Т о v a r A., La lengua vasca. San Sebastian, 1950 (пер. на англ.: The Basque language, Phil., 1957); Estornes L a s а В., Origenes de los vascos, 2 ed., t. 2, 1967; Azkue R. M. d e, Diccionario Vasco-espanoJ-frances, t. 1 - 2, Bilbao, 1905-1906.

БАСКУНЧАК, солёное самосадочное озеро в Астраханской обл. РСФСР, в 50 км к В. от р. Волги. Пл. 106 км2. Уровень Б. лежит на 19,5 м ниже ур. океана. Котловина Б. является компенсационной мульдой, лежащей южнее соляного купола -г. Б. Богдо. По др. данным, возникло на месте соляного купола, разрушенного в результате последней трансгрессии Каспия. Питается водами солёных ключей, выходящих по берегам и на дне, и атм. осадками. Из насыщенного раствора соли -рапы - в результате летнего испарения образуются тонкий слой (до 5-6 см) соли, г. н. новосадка, и старосадка -слоистая, мелкокристаллич. соль (от 2-10 до 40 см); ниже расположены мощные слои соли "чугунки" (от 0,5 до 2 м) и "гранат-ки" (от 0,5 до 12 м) - крупнокристаллич. прозрачная соль, лучшая по качеству и по пром. значению. До 1917 разработка месторождения производилась вручную примитивным кустарным способом (добывалось до 250 тыс. га соли в год). С 1931 промыслы механизированы. Ведётся глубинная добыча соли "гранатки" (до 7,2 м от поверхности озера) соляными комбайнами и "чугунки" (до 0,4 м) камнерезными машинами. Годовая добыча соли составляет ок. 4 млн. га.

Лит.: Бадула В. С., Моторин Г.С., "Всесоюзной солонке" -100 лет, Астрахань, 1963. О. И. Загидуяина.

БАСКУНЧАКСКИЕ СЛОИ (по назв. оз. Баскунчак), выделены сов. геологом А. Н. Мазаровичем в 1939 в верх. части ниж. отдела триасовой системы [см. Триасовая система (период)] Восточно-Европейской (Русской) платформы. Сложены внизу красноцветными глинами и песками с остракодами (тананыкская свита); вверху глинами и известняками (до 170 м) с аммонитами (Firotites, Doricranites), остракодами, костями рыб и рептилий (богдинская свита).

БАСМА, байса, пайцза (тюрк., букв.- отпечаток), 1) особая пластинка, выдававшаяся тат.-монг. ханами в 13 -15 вв. как верит, грамота. 2) Тонкие листы металла (б. ч. серебряные, реже -медные и золотые) с рельефным рисунком, полученным выдавливанием. Басменное тиснение получило распространение в России в 13-17 вв.

Басма 14 в. Серебряный оклад Евангелия Симеона Гордого. 1343. Всесоюзная библиотека им. В. И. Ленина. Москва.

Лит.: Иностранцев К., К вопросу о "басме", в сб.: "Записки Восточного отделения императорского Русского археологического общества", 1908, т. 18, в. 4; Спицын А., Татарские байсы, "Известия Археологической комиссии", 1909, в. 29.

Серебряная пайцза 14 в. с надписью хана Узбека. Исторический музей. Москва.

БАСМАНОВЫ, боярский род в России 15-17 вв. Крупные землевладельцы. Родоначальник - Данила Андреевич Басман (умер в плену в Литве после 1514), сын боярина А. Н. Плещеева. Его сын - Алексей Данилович Б. (впервые упомянут в 1542 в разрядных книгах), видный воен. и гос. деятель, особенно отличившийся в казанских походах, при отражении нападения крымских татар и в Ливонской войне. Окольничий с 1552, боярин с 1555-1556, один из приближённых к Ивану IV лиц и вдохновитель опричнины. Участвовал в рус.-литов., рус.-швед. и рус.-дат. переговорах. По свидетельству А. М. Курбского, был по приказу царя убит ок. 1570 собственным сыном Фёдором.

Фёдор Алексеевич Б. (впервые упомянут в 1562 в разрядных книгах), ближайший фаворит Ивана IV в годы опричнины. Кравчий в 1567, в 1569 главнокомандующий опричными войсками на юге. Умер в ссылке ок. 1570. Его сыновья: Пётр Фёдорович Б. (впервые упомянут в 1590 в разрядных книгах), один из ближайших к Б. Годунову лиц. Окольничий с 1599, боярин с апр.- мая 1605. После смерти Б. Годунова изменил под Кромами (7 мая 1605) его сыну и впоследствии стал одним из самых доверенных лиц Лжедмитрия I. Убит 17 мая 1606 в ходе восстания в Москве. Иван Фёдорович Б. (впервые упомянут в 1590 в разрядных книгах), видный воен. и гос. деятель. Окольничий с 1602. В сент. 1603 убит при подавлении крестьянского восстания под руководством Хлопка. Со смертью П. Ф. и И. Ф. род Б. в мужской линия прекратился.

Лит.: Зимин А. А., Опричнина Ивана Грозного, М., 1964. В. Д. Назаров.

БАСМАЧЕСТВО (от тюрк, басмак - нападать, налетать), вооружённое контрре-волюц. националистич. движение в Ср. Азии в 1917-26. Являлось формой классовой борьбы феодалов, баев, кулаков, мулл, нац. буржуазии против Сов. власти. Их поддерживали и направляли английские и американские интервенты, реакционные круги Турции, Китая, Афганистана, а также российские белогвардейцы. Идеологич. основой Б. были панисламизм, пантюркизм, бурж. национализм. Непосредств. руководители Б.- контрреволюц. организации Шура-и-Ислам, Улема, "Алаш" и др. Создав в 1917 контрреволюц. "кокандское авт. пр-во" (см. "Кокандская автономия"), эти орг-ции сформировали банды басмачей и начали вооруж. борьбу против Сов. власти с целью отделения Туркестана от Сов. России и установления в нём господства нац. буржуазии и феодалов под протекторатом иностр. гос-в. В организации и вооружении басмач. банд летом 1918 участвовали офиц. представители иностр. гос-в - руководитель воен.-дипломатич. миссии англ. пр-ва Ф. Бейли и амер. консул в Ташкенте Р. Тредуэлл. Формированием и обучением басмач. шаек занимались англ., тур. и белогвард. офицеры. Главарями басмач. банд были баи, манапы, муллы, чиновники, беки и пр. Тактика басмачей сводилась к внезапным налётам на сов. воинские части, пром. объекты, ж.-д. станции, склады, насел. пункты и сопровождалась массовыми убийствами, поджогами и разрушениями. С особой жестокостью басмачи расправлялись с парт. и сов. работниками, а также с женщинами, сбросившими паранджу. Первые басмач. отряды во главе с Иргашем появились в кон. 1917 в Коканде.

Н. Г. Басов.

Н. Г. Баталов.

Весной 1918 басмачи развернули активные действия в р-но г. Ош. Осенью 1918 в вост. части ферганской обл. выступили басмач. группы Мада-мин-бека. Гл. ареной басмач. движения в Туркестане в 1918-20 стала Ферганская долина. В авт. 1919 главарь "Туркестанской мусульм. белой гвардии" Мадаминбек заключил воен.-политич. соглашение о совместных действиях против Сов. власти с командующим кулацкой армией К. Монстровым (Юж. Киргизия). Наибольшего развития достигло Б. в сент.-окт. 1919, когда объединённые вооруж. силы ферганских басмачей и кулацкой армии захватили Ош, Джалал-Абад, блокировали Андижан и стали угрожать Фергане. Сов. войска Туркфронта (командующий М. В. Фрунзе) к нач. марта 1920 разгромили кулацко-басмач. армию. Большую помощь народам Ср. Азии в борьбе за Сов. власть и ликвидацию Б. оказала созданная в окт. 1919 Туркестанская комиссия ВЦИК u CHK РСФСР (М. В. Фрунзе, В. В. Куйбышев, Я. Э. Рудзутак и др.).

Летом и осенью 1920 в Фергане снова участились налёты басмачей (главарь Курширмат). В конце 1920 долинная часть Ферганы была очищена от басмачей. К апр. 1921 в Фергане оставалось до 7 тыс. басмачей, в Бухаре ок. 7 тыс. и в Хиве 1 тыс. В окт. 1921 в Бухару прибыл бывший воен. мин. Турции Энвер-паша, отстаивавший лозунг объединения всех народов, исповедующих ислам, в единое среднеазиатское мусульм. гос-во. Ему удалось объединить разрозненные банды басмачей в армию (ок. 16 тыс. чел.), к-рая весной 1922 захватила значит, часть терр. Бухарской народной советской республики.

Сов. пр-во и ЦК РКП(б) приняли решит. меры по ликвидации басмаческой армии Энвер-паши. Большую помощь в борьбе с Б. регулярным частям Красной Армии оказали отряды дехканской самообороны, добровольной милиции, нац. части Красной Армии. В июне 1922 бандам Энвера был нанесён решительный удар, в середине июля был освобождён Дюшамбе; в августе в одной из стычек убит Энвер. К кон. 1922 осн. силы басмачей в Фергане и Хорезме были разгромлены. Однако реакц. круги Афганистана, Китая и Ирана позволяли укрываться на терр. своих гос-в остаткам разбитых басмач. шаек, помогали им пополняться людьми, вооружаться и вновь вторгаться на терр. сов. Ср. Азии. Дольше всего удалось продержаться бандам басмачей Ибрагим-бека в Бухаре и Джунаид-хана в Хорезме. Банда Джунаид-хана была ликвидирована в нач. 1924; шайки Ибрагим-бека (ок. 4 тыс. чел.) разгромлены в 1926. В 1929 и нач. 30-х гг. отряды басмачей вновь проникли из-за границы и пытались сорвать коллективизацию с. х-ва в Ср. Азии, но были ликвидированы.

Б. причинило огромный ущерб нар. х-ву Ср. Азии. Особенно это отразилось на хлопководстве: в 1913 в Туркестане под хлопком было занято 422,7 тыс. дес., в 1920 только 87,6 тыс. дес. Поголовье скота за эти годы уменьшилось более чем на 50% . Басмачами были уничтожены тысячи дехкан за поддержку Сов. власти. Только в Ферганской обл. в 1917-23 население сократилось на 1/3. Руководители Б., используя сложную военно-поли-тич. обстановку в Ср. Азии, темноту и религиозный фанатизм дехканских масс, привлекли на свою сторону часть трудового населения. Империалисты многих стран снабжали Б. всем необходимым (оружием, продовольствием, деньгами).

Сов. власть в борьбе с Б. сочетала воен. действия, экономич. мероприятия и политич. работу. Большую роль в ликвидации Б. сыграло осуществление в Ср. Азии ленинских принципов нац. политики, а также мероприятия партии по подъёму трудового дехканского х-ва (налоговые льготы, развитие торговли, зем.-водная реформа и т. д.).

Важную роль в разгроме Б. играли ком-мунистич. орг-ции (Ташкентская, Андижанская, Кызылкийская, Наманганская, Самаркандская). Командующими войсками в Фергане были И. Г. Брегадзе, Н. А. Верёвкин-Рохальский, А. П. Соколов, А. И. Тодорский и др. В боях с басмачами отличились сов. части и подразделения под командованием К. Али-ханова, К. Э. Андерсона, С. М. Будённого, Э. Ф. Кужелло, А. Кулиева, М. К. Левандовского, Я. А. Мелькумова, В. Д. Соколовского, Н. Д. Томина и др.; из местных нац. подразделений - доб-ровольч. отряды Ю. Ахунбабаева, Д. За-кирова, А. Осмонбекова, К. Сардарова, А. Сарыева, А. Сулайманова, А. Уразбекова, А. Ярмухамедова и др.

Лит.: Ленин В. И., О Средней Азии и Казахстане, Таш., 1960; М. В. Фрунзе на фронтах гражданской войны. Сб. документов, М., 1941; Гражданская война, т. 3 (Материалы по истории ферганского басмачества и боевых операций в Бухаре), М., 1924; Иностранная военная интервенция и гражданская война в Средней Азии и Казахстане. [Документы и материалы], т. 1 (май 1918- сент. 1919), т. 2 (сент. 1919 -дек. 1920), А.-А., 1963 - 64; Иркаев М., История гражданской войны в Таджикистане, Душанбе, 1963; История гражданской войны в Узбекистане, т. 1, Таш., 1964; Шамагдиев Ш. А., Очерки истории гражданской войны в Ферганской долине, Таш., 1961; Мелькумов Я. А., Тур-кестанцы. [Воспоминания], М., 1960; Е t h е г t о п Р. Т., In the heart of Asia, L., 1925; В a i 1 е у F. M., Mission to Tashkent, L., 1946. П. П. Никшиов.

БАСНЯ, лит. жанр; краткий, обычно стихотв. рассказ, в иносказат. форме, сатирически изображающий человеческие поступки и отношения. Б. близка к притче и апологу. Персонажи Б., помимо людей,- животные, растения, вещи. В начале или концовке Б. обычно даётся афористич. нравоучит. вывод ("мораль"). Б.- один из древнейших лит. жанров. В Др. Греции был знаменит Эзоп (6-5 вв. до н. э.), писавший Б. в прозе; в Риме - Федр (1 в. н. э.); в Индии сб. Б. "Панчатантра" относится к 3 в. Виднейшим баснописцем нового времени был франц. поэт Ж. Лафонтен (17 в.). В России развитие Б. относится к сер. 18 - нач. 19 вв. и связано с именами

А. П. Сумарокова ("притчи"), И. И. Хем-ницера, А. Е. Измайлова, И. И. Дмитриева, хотя первые опыты стихотв. Б. были ещё в 17 в. у Симеона Полоцкого и в 1-й пол. 18 в. у А. Д. Кантемира, В. К. Тредиа-ковского. В рус. поэзии вырабатывается басенный вольный стих, передающий интонации непринуждённого и лукавого сказа. Басни И. А. Крылова с их реали-стич. живостью, здравомысленным юмором и превосходным языком знаменовали расцвет этого жанра в России. На Украине Б. сочиняли Г. Сковорода, П. П. Гулак-Артемовский, Л. И. Глебов. В сов. время приобрели популярность басни Демьяна Бедного, С. Михалкова, Ф. Кривина и др.

Лит.: Потебня А. А., Из лекций по теории словесности. Басня, пословица, поговорка, 3 изд., Хар., 1930; Выготский Л., Психология искусства, М., 1965, с. 117 - 55.

БАСОВ Владимир Павлович (р.28. 7.1923, с. У разово), советский кинорежиссёр и актёр, засл. деят. иск-в РСФСР (1964). Чл. КПСС с 1948. В 1952 окончил режиссёрский ф-т ВГИКа (мастерская С. И. Юткевича и М. И. Ромма). Создал ряд экранизаций рус. классики и произв. сов. лит-ры. Поставил фильмы: "Школа мужества" (1954, по повести А. Гайдара "Школа"), "Первые радости" (1956) и "Необыкновенное лето" (1957) по романам К. Федина, "Битва в пути" (1961, по роману Г. Николаевой), "Тишина" (1964, по роману Ю. Бондарева), "Метель" (1964, по повести Пушкина), "Щит и меч" (1968, по роману В. Кожевникова) в 4 частях, в к-ром сыграл роль сов. разведчика Бруно. Картина Б. "Школа мужества" (совм. с М. В. Корчагиным) получила премию за воспитат. фильм на 8-м Меж-дунар. кинофестивале в Карлови-Вари (1954). Награждён орденом Красной Звезды, а также медалями.

БАСОВ Николай Геннадиевич (р. 14.12.1922, Воронеж), советский физик, один из основоположников квантовой радиофизики, акад. АН СССР (1966), чл. Президиума АН СССР (1967), Герой Социалистического Труда (1969). Чл. КПСС с 1951. Окончил Моск. инженерно-физич. ин-т (1950). С 1950 работает в Физическом ин-те АН СССР, с 1958 зам. директора, с 1962 зав. лабораторией. Проф. Моск. инженерно-физич. ин-та (с 1963). Главный редактор журнала "Природа" (1967). Б. совм. с А. М. Прохоровым разработал принципиально новый метод генерирования электромагнитных колебаний с помощью квантовых систем и создал первый молекулярный генератор (мазер) на пучке молекул аммиака. Выдвинул идею применения полупроводников для квантовых генераторов оптич. диапазона (лазеров) и развил методы создания различных типов полупроводниковых лазеров. Б. выполнил ряд работ по теории мощных импульсных лазеров на рубине и неодимовом стекле, по созданию квантовых стандартов частоты, взаимодействию мощного излучения с веществом. Ленинская пр. (1959), Нобелевская пр. (1964). Награждён орденом Ленина. Почётный чл. Герм. АН в Берлине (1967).

С о ч.: Квантовая радиофизика, "Вестник АН СССР", 1960, , № 4 (совм. с А. М. Прохоровым); Полупроводниковые квантовые генераторы, "Успехи физических наук". 1965, т. 85, в. 4. Ф. С. Файзулов.

БАСОГА, народ, живущий в Уганде, между озёрами Кьога и Виктория. Относится к сев. группе языковой семья банту. По языку и культуре Б. близки баганда, но испытали сильное влияние соседей нилотов. Числ. ок. 700 тыс. чел. (1967, оценка). Сохраняют традиц. верования, часть приняла христианство. Б. попеременно входили в состав княжеств Буньоро и Буганда. Осн. занятие -земледелие; на экспорт производят хлопок и кофе.

Лит.: Johnston H., The Uganda Protectorate, v. 2, L., 1902; Roscoe J., The northern Bantu..., Camb., 1915.

БАСОН (от франц. passement - галун, тесьма), текстильные изделия, предна-знач. для украшения: кисти, тесьма, бахрома, шнурки и т. д. Вырабатываются из пряжи всех видов натурального и хим. волокна плетением на басонных машинах, реже на ткацких станках. Б. с тонкой нитью из сплавов цветных металлов, наз. галуном, применяется, напр., при изготовлении погон.

БАСРА, Б а с с о р а, город на Ю. Ирака, адм. ц. ливы Басра. 313 тыс. жителей (1965). Крупный порт на р. Шатт-эль-Араб, во время приливов доступный для океанских судов. Узел жел. и шосс. дорог. Произ-во спирто-водочных изделий, верёвок и канатов. Ремёсла. Обработка фиников. Близ Б.- добыча нефти (Эз-Зубайр и Румайла). Терр. города разрезана многочисл. каналами ("Венеция Востока"). Большинство кварталов города утопает в зелени пальмовых рощ и фруктовых садов. Б. осн. в 637 или 638 халифом Омаром. В 8-9 вв. один из важнейших культурных и экономич. центров Халифата. В 1258 разгромлен монголами. С 30-х гг. 16 в. в составе Османской империи. В нояб. 1914 оккупирован англ. войсками, после 1-й мировой войны вошёл в состав Ирака. В 30-50-е гг. один из центров рабочего и антиимпериалистического движения.

Лит.: Р е 1 1 a t С h., L о n g r i g g S. H., Basra, в кн.: Encyclopedic de 1'Islam, t. 1, Leyde-P., I960, p. 1117 - 20.

БАССА ПРОЛИВ (Bass Strait), пролив между Австралией и о-вом Тасмания, соединяет Тасманово м. с Индийским ок. Дл. 317 км, шир. 224 км, глуб. до 97 м. В зап. части расположен о. Кинг, на В.- о-ва Фюрно. Постоянное течение с 3. на В. Порт Мельбурн. Назван по имени англ. исследователя Дж. Басса, открывшего пролив в 1798.

БАССАНИ (Bassani) Джорджо (р. 4.3. 1916, Болонья), итальянский писатель. До 1943 учился и жил в Ферраре, с к-рой связано всё его творчество. Сражался в рядах Сопротивления. Лит. деятельность начал в 1940 (повесть "Город на равнине"; псевдоним Джакомо Марки). Известность Б. принёс сб. неореалистич. антифаш. повестей "Пять феррарских историй" (1956, лит. пр. "Стрега"). Авто-биографич. психологич. роман "Сад Фин-ци-Контини" (1962, премия "Виареджо") проникнут антирасистским духом. В повести "За дверью" (1964) автор возвращается к годам юности в Ферраре. Опубл. сб. статей "Приготовленные слова и другие статьи о литературе" (1966). Пишет киносценарии.

Соч.: Gli ultimi anni di Clelia Toti, Pisa. 1955; Gli occhiali d'oro, 2 ed., Torino, 1962; L'airon, Mil., 1968; в рус. пер.-Мемориальная доска, в сб.: Долгий путь возвращения, М., 1965; Ночь 1943 года, в сб.: Итальянская новелла 20 в., М., 1969.

Лит.: Marabini С., Bassani, "Nuova antologia", 1969, M° 2017.

Г. Д. Богемский.

Якопо Бассано. "Отдых на пути в Египет". Пинакотека Амброзиана. Милан.

БАССАНО (Bassano; собств. да П о н-т е, da Ponte) Якопо (ок. 1517-18, Бассано, Венето,-13.2.1592, там же), крупнейший представитель семьи итальянских живописцев эпохи Возрождения, примыкавших к венецианской школе. В творчестве Б. воздействия маньеризма сочетались с демократич. тенденцией; в свои религ. полотна он вводил сцены крест, быта, изображения животных, натюрморт. Насыщая композиции динамичными ритмами, прибегая к эффектам вечернего и ночного освещения, Б. придавал своим образам драматич. окраску. Произв.: "Христос в Эммаусе" (приходская церковь, Читтаделла); "Поклонение пастухов" (1568) и "Крещение св. Луциллы" - оба в Гор. музее, Бассано; "Отдых на пути в Египет" (Пинакотека Амброзиана, Милан), "Благовестие пастухам" (Нац. гал. иск-ва, Вашингтон). Лит.: С м и р н о в а И. А., Якопо Бассано и некоторые вопросы развития бытового жанра в итальянской живописи XVI века, в сб.: От эпохи Возрождения к двадцатому веку, М., 1963; Zampetti P., Jacopo Bassano. [Album], Rome, 1958 (на англ. яз.).

БАССАРАБЕСКУ (Bassarabescu) Иоан (17.12.1870, Джурджу,-29.3.1952, Плоешти), румынский писатель, чл.-корр. Рум. академии (1909). Автор рассказов из жизни скромных горожан: сб-ки "Новеллы" (1903), "Орлы" (1907), "Счастье" (1907),

"Исполнившееся желание" (1918), "Дед Стан" (1923), "Господин Динкэ" (1928). Юмор Б. перерастает в сатиру, когда он касается темы социальной несправедливости.

С о ч.: Opere complete, v. 1-2, [Вис.], 1939-40; Prosa, [Вис.], 1957; Scrieri alese, Вис., 1966; в рус. пер.- Рассказы, в кн. i Румынские повести н рассказы, т. 2, М., 1959.

БАССАРАБЯНУ Ш., псевдоним молдавского и румынского писателя В. Крэсеску.

БАССЕЙН (от франц. bassin) в а р-хитектуре, искусственный водоём, обычно часть архит. комплекса сада или парка. Первые Б., известные в странах Древнего Востока, позднее - в Древней Греции и Древнем Риме, имели прямоугольную форму и служили главным образом для омовений; со 2-й пол. 16 в. появляются декоративные Б. в Италии, а с 18 в. Б. с фонтанами или в виде водного зеркала прямоугольной или сложной формы становится важным композиц. элементом архитектуры парков, гл. обр. регулярных (Б. в Петергофе, ныне Петродворец, в Версале и др.). Б. широко применяются в совр. архитекторе (декоративные, т. н. "лужицы" в детских парках и т. д.). Б. также называют крытые и открытые сооружения с водоёмом для плавания" См. также Бассейн спортивный.

Бассейн "Нептун" в Версале. Середина 18 в. Скульпторы Л.С.Адан, Ж.Б.Лемуан, Э. Бушардон.

Зимний плавательный бассейн ЦСКА в Москве на Ленинградском проспекте. 1954. Архитекторы Б. И. Аверинцев, Н. И. Гайгаров и др., инженер-конструктор П. Аксёнов,

БАССЕЙН в гидроэнергетике. Б. напорный ГЭС, сооружение, служащее для сопряжения безнапорной деривации ГЭС с турбинными водоводами, очистки потока от сора, шуги и льда, а также для сброса избытков воды (в случае внезапного отключения гидроагрегатов ГЭС от энергосистемы). В конструктивном отношении напорный Б.- плавно расширяющийся в плане и профиле участок канала, заканчивающийся подпорным сооружением, в к-ром устанавливаются водоприёмники, питающие турбинные водоводы.

Б. суточного регулирования ГЭС, искусств, водоём, сооружаемый на ГЭС с безнапорной деривацией для регулирования суточного стока воды, потребляемой ГЭС; располагается в не-посредств. близости от напорного Б., с к-рым он соединён коротким каналом. В зависимости от местных условий Б. суточного регулирования может примыкать к деривации или размещаться на её трассе. Конструктивно Б. выполняется в земляной выемке, полувыемке или с устройством полунасыпи; по периметру ограждается земляными дамбами или железобетонными стенками. При его сооружении обычно используется понижение рельефа местности.

Б. выравнивающий ГЭС, искусств, водоём в ниж. бьефе ГЭС, служащий для выравнивания неравномерных (вследствие суточного регулирования) расходов воды, отходящей от турбин.

Лит.: Аргунов П. П., Гидроэлектростанции, К., 1960; Соколов Д. Я., Использование водиой энергии, ч. 2, М., 1965.

В. А. Орлов.

БАССЕЙН, город и порт на Ю.-З. Бирмы, в дельте р. Иравади, на рукаве Бассейн, в 100 км от его впадения в Бенгальский зал. Адм. ц. округа Иравади. 62 тыс. жит. (1963). Ж.-д. пункт. Центр обработки и вывоза риса (до 15% бирм. экспорта) и леса. Погрузка судов на рейт де. Солеварение.

БАССЕЙН БРЫЗГАЛЬНЫЙ, устройство для охлаждения воды разбрызгиванием её в атм. воздухе. Обычно применяются для понижения темп-ры воды, отводящей тепло от компрессоров, теплообменных аппаратов, трансформаторов и т. п. в системах оборотного (циркуляционного) водоснабжения пром. предприятий. Охлаждение происходит в осн. за счёт испарения части распылённой воды (испарение 1% воды понижает её темп-ру примерно на 6°С). Для создания необходимой поверхности контакта с воздухом вода в Б. б. разйрызгивается с помощью сопел, располагаемых на вые. 1-1,5 м над уровнем воды в бассейне (рис.). Избыточное давление воды в трубопроводах перед соплами 50-70 кг/л"2 (0,5-0,7 кгс/сл2). Тип и число сопел и размеры Б. б. в плане выбираются в зависимости от количества охлаждаемой воды. По сравнению с градирнями Б. б. просты в строительстве и эксплуатации. Однако они обладают сравнительно небольшой удельной охлаждающей способностью, в значит, мере зависящей от скорости и направления ветра.

БАССЕЙН КИНОСЪЁМОЧНЫЙ, искусств. водоём для макетных и комбинированных киносъёмок. Постоянные натурные Б. к. сооружают либо с рисованным фоном-горизонтом высотой 12-15 м и шириной 30-40 м, отстоящим на 20-40 м от задней стенки Б. к., либо на берегу моря с естеств. горизонтом в перспективе (рис.). Задняя стенка таких Б. к. имеет длину 40-50 м, передняя -20-30 м, арасстояние между ними 30-40 м, глубина на первом плане доходит до 2 м. При съёмке Б. к. непрерывно пополняют водой, к-рая через заднюю стенку, расположенную на неск. см ниже уровня воды, выливается по жёлобу в резервуар или колодец. Передняя и боковые стенки Б. к. значительно выше уровня воды и не дают ей выплёскиваться при съёмке сцен со "штормом" и т. п.

Для создания различных стихийных явлений (непрерывного волнения, ряби, крупных волн и др.) Б. к. снабжают спец. оборудованием - волнообразова-телями,ветродуями, водосбросами. Кроме того, при съёмке применяют пиротехнич. дымы, мощную осветит, аппарату ру и др. средства для достижения определ. эффектов. Киносъёмочный аппарат располагают на возвышающемся над водой помосте или (для съёмки с уровня воды) в погружённом в воду колоколе.

Для съёмки крупным и средним планом актёров в сценах на море в павильоне строят временные Б. к. В качестве деко-рац. фона применяют рисованные фоны или проецируют на спец. экран диапозитивы с изображением ранее снятого морского пейзажа. (Размеры Б. к. в павильоне ограничены размерами экранов и площадью самого павильона.)

Брызгальный бассейн металлургического завода.

Лит.: Горбачев Б.К., Техника комбинированных съёмок, 2 изд., М., 1961.

Б. Ф. Плужников.

БАССЕЙН ЛЕДНИКА, часть земной поверхности, заключающая в себе ледник с подчинёнными ему притоками и охватывающая определённую площадь, с к-рой происходит снос снега и фирна в область питания ледника.

БАССЕЙН МАШИННЫЙ, ёмкость для аккумулирования и перемешивания бум. массы (концентрацией до 4%). Устанавливается перед аппаратами для очистки бум. массы от крупных частиц растит. и минерального происхождения. Б. м. снабжены лопастными или пропеллерными устройствами, обеспечивающими непрерывное перемешивание бумажной массы, от равномерности свойств к-рой (концентрации, композиции, степени помола) зависит стабильность работы бумагоделательной машины и качество бумаги. Существуют Б. м. горизонтальные и вертикальные. Объём Б. м. скоростных бумагоделательных машин 250-300 м3.

В. И. Андреев.

БАССЕЙН ОПЫТОВЫЙ, искусств. бассейн круглого, овального или прямоугольного сечения, наполненный водой и оборудованный для испытаний моделей судов, гидротехнич. и портовых сооружений и т. п. В Б. о. судовых в осн. производят испытания, предназнач. для нахождения наиболее выгодных обводов (внешних очертаний) корпуса судна, типа и элементов движителей, исследования взаимодействия движителей и рулей с корпусом судна на ходу, что обеспечивает, в частности, оценку мощности гл. двигателей, 'рулевых механизмов и управляемости. Аналогичные задачи для судов внутр. плавания решаются в т. н. мелководных Б. о:, где изменение соотношений осадки судна и глубины акватории достигается наполнением или сливом воды. Для определения мореходных качеств судна и исследования внешних нагрузок на отд. элементы его конструкции и корпус в целом Б. о. оснащаются спец. устройствами - волнопродукторами, осуществляющими имитацию морского волнения. По характеру движения моделей Б. о. судовые делятся на 3 группы: с буксировочными тележками, на к-рых находятся экспериментаторы, измерит. и регистрирующая аппаратура; гравитационного типа (для более узкого круга исследований), в к-рых движение модели вызывается падающим грузом; с автономными моделями, имеющими собственный привод и управляемыми по радио или находящимся на самой модели экспериментатором. Первый Б. о. в России был построен в Петербурге в 1887-93 при участии Д. И. Менделеева, И. Г. Бубнова и А. Н. Крылова. Б. о. гидротехнические служат гл. обр. для исследований воздействия волн и течений на гидротехнические сооружения, проверки эффективности и устойчивости оградительных сооружений, заносимости портов и т. п.

Киносъёмочный бассейн на берегу моря.

БАССЕЙН ПОЛЕЗНОГО ИСКОПАЕМОГО, замкнутая область непрерывного или почти непрерывного распространения пластовых осадочных полезных ископаемых, связанных с определённой формацией горных пород. Б. п. и. свойственны месторождениям угля (Кузнецкий, Донецкий, Подмосковный, Валансьеннский я др.), нефти и горючего газа (Волго-Уральский, Западно-Сибирский, Мексиканского зал. и др.), нерудных полезных ископаемых (соляные бассейны -Артёмовско-Славянский, Соликамский, Иркутский, Штасфуртский и др.), рудных месторождений (Криворожский железорудный, Никопольский марганцеворуд-ный и др.).

БАССЕЙН РЕЧНОЙ, часть земной поверхности, включающая толщу водоносных пород, откуда воды стекают в отдельную реку или речную систему. Бассейн каждой реки включает в себя поверхностный и подземный водосборы. Поверхностный водосбор представляет собой участок земной поверхности, с к-рого поступают воды в данную речную систему или определённую реку. Подземный водосбор образуют толщи рыхлых отложений, из к-рых вода поступает в речную сеть. В общем случае поверхностный и подземный водосборы не совпадают. Но т. к. определение границы подземного водосбора практически очень сложно, то за величину Б. р. принимается только поверхностный водосбор. Возникающие ошибки в результате условного отождествления размеров Б. р. и поверхностного водосбора могут оказаться существенными только для малых рек, а также для более крупных рек, протекающих в геол. условиях, обеспечивающих хороший водооб-мен между соседними бассейнами (напр., карст). Граница между отдельными Б. р. проходит по водоразделам.

Бассейны делятся на сточные и бессточные. Бессточными наз. области внутрима-терикового стока, лишённого связи через речные бассейны с океаном. Формы и размеры бассейнов бывают самые различные и зависят от геогр. положения, рельефа и геол. строения местности. Притоки имеют свои небольшие бассейны, общая совокупность к-рых составляет площадь бассейна главной реки.

А. И. Чеботарёв.

БАССЕЙН СПОРТИВНЫЙ, естественный или искусств, водоём для занятий и соревнований по плаванию, водному поло и прыжкам в воду. Естественные Б. с. устраивают на водоёмах с ровным дном, умеренной скоростью течения и при отсутствии водоворотов и холодных ключей; качество воды должно отвечать сан. требованиям. Искусственные Б. с. состоят из одной или неск. ванн, зала (площадки) подготовительных занятий, обслуживающих и технич. помещений. Б. с. могут быть открытыми, закрытыми и комбинированными; для круглогодичного пользования открытыми Б. с. оборудуют систему подогрева воды и тёплые "выплывы" из раздевален. В крупных Б. с. должна быть прямоугольная ванна для плавания и водного поло (в м) 50 X 21 и произвольной формы ванна для прыжков в воду. Глубина ванн 1,8-2,3 м. Размеры детских ванн меньше; глубина их 0,6-0,9 м. Над кромкой одной из торцовых стен устанавливают стартовые тумбы (в м) 0,5 X 0,5 и высотой 1 м над водой. Мировые рекорды регистрируются только в 50-метровых ваннах. Ванны для прыжков в зависимости от количества и высоты вышек и трамплинов сооружают длиной 18-20 м, шириной 14-21 м и глубиной 3,5-5,5 м. Вышки стационарные и выдвижные (теле-скопич.), с платформами, устанавливают на высоте 5, 7,5 и 10 м и трамплины на вые. 1 и 3 м над водой. Качество воды в искусств. Б. с. должно удовлетворять сан.требованиям, предъявляемым к питьевой воде. Водообмен осуществляется рециркуляцией воды или непрерывным протоком свежей воды. Дезинфицируют воду жидким хлором (1-3 мг/л в сутки). Темп-pa воды в ваннах 22-23°С, в детских и для прыжков 26-27°С; относит, влажность воздуха в Б. с. ок. 70%. Трибуны для зрителей располагают вдоль боковых и торцовых сторон ванн. А. П. Галли.

Илл. см. на вклейке, табл. III.

[0303-1.jpg]

План крытого бассейна в Журвиле (Париж): 1 -вход; 2 - вестибюль; 3 -ванна для водного поло; 4 - ванна для плавания; 5 - ванна для прыжков в воду; 6 - гардеробные; 7 - душевые; 8 - ножные ванны; 9 - трамплин для прыжков в воду.

БАССЕЙНОВЫЙ РЕАКТОР, разновидность исследовательского реактора. Обладает малой активной зоной в виде решётки ядерного горючего (обогащённый уран), расположенной в центр, части бассейна, наполняемого водой. Вода служит: замедлителем нейтронов; отражателем, уменьшающим утечку нейтронов из активной зоны; охладителем (теплоносителем), отводящим тепло конвекцией из активной зоны для поддержания установленного режима работы; биологич. защитой, обеспечивающей допустимую дозу излучения за её пределами. См. Исследовательский реактор.

БАССЕТГОРН (нем. Bassethorn, от итал. bassetto - уменьшит, от basso -бас и нем. Horn - рог), альтовая разновидность кларнета. В кон. 18 в. состоял из 2 прямых колен, расположенных под углом, мундштука с одинарной тростью и раструба. Совр. Б. сходен с бас-кларнетом, но меньше его. Тембр мягкий, густой, мрачноватый. В 18 и 1-й пол. 19 вв. применялся как сольный инструмент и в оркестре. Со 2-й пол. 19 в. используется редко.

БАССО (Basso) Лелио (р. 25.12.1903, Варацце, пров. Савона), деятель итальянского рабочего движения. Получил высшее юридич. и филос. образование. Чл. Социалистич. партии с 1923. В годы фаш. диктатуры (1922-43) неоднократно находился в тюремном заключении и ссылке. В 1943 один из организаторов подпольной Итал. социалистич. партии (ИСП) в Северной Италии, оккупированной нем.-фаш. захватчиками (1943-45). Затем чл. руководящих органов ИСП, секретарь (1947-48) и вице-секретарь партии. С 1957 был одним из лидеров её левого крыла. Б.- один из основателей Итальянской социалистической партии пролетарского единства (1964), с 1964 чл. её ЦК, в 1964-68 чл. Руководства, в 1966-68 пред, её ЦК. Деп. парламента всех созывов после 2-й мировой войны. Автор работ на историко-политические темы. Видный адвокат. С 1960 Б. доцент социологии развивающихся стран в Римском ун-те.

Соч.: Due totalitarismi, fascismo e demo-crazia cristiana, Mil., 1951; Gaetano Salve-mini - socialista e meridionalista, Manduria, 1959; Socialist! e cattolici al bivio, Manduria, 1961; Gli scritti politici di Rosa Luxemburg, Roma, 1967.

БАССО КОНТИНУО (итал. basso continue), см. Генерал-бас.

БАССО ОСТИНАТО (итал. basso osti-nato, буквально - упорный бас), одна из вариационных форм в музыке, основанная на многократном повторении в басовом (нижнем) голосе неизменной темы, которая сопровождается меняющимися верхними голосами. В результате при сохранении тематич. единства происходит непрерывное обновление многоголосной муз. ткани. Форма Б. о. очень подходит для создания единого муз. образа, воплощения единого настроения. Б. о. использовался в ариях и хорах 17-18 вв. как нижний голос сопровождения (Г. Перселл, И. С. Бах - Crucifixus из мессы си минор), в инструментальных формах типа пассакалъи и чаконы, сохранившихся до наших дней (Д. Д. Шостакович, П. Хиндемит и др.). В музыке 19-20 вв. остинатность выходит за рамки Б. о. и становится одним из осн. формооб-разующих принципов в раз л. элементах муз. языка (мелодия, ритм, гармония и т. д.). Вл. В. Протопопов.

БАСТАР, центр железорудного района Б.- Байладила в Индии, на Ю. шт. Мадхья-Прадеш. Запасы (св. 600 млн. т) высококачеств. жел. руды (железа до 68%). .

БАСТАРДЫ, потомство, получаемое от скрещивания организмов, значительно отдалённых друг от друга в отношении родства, напр. от скрещивания особей разных видов или родов. В животноводстве межвидовые скрещивания применяются для производства выносливых рабочих животных (напр., мулы - Б. от скрещивания ослов и кобыл, нары - Б. от скрещивания одногорбых и двугорбых верблюдов). Нек-рые Б. отличаются бесплодием или пониженной плодовитостью. См. Гибридизация, Гибрид.

БАСТАРНЫ (лат. Bastarnae), древние племена, расселившиеся по ниж. Дунаю ок. 200 до н. э. Вопрос о происхождении Б. спорен. Многие учёные считают Б. германцами, др.- кельтами. В 168 и 88-61 выступали союзниками Македонии в борьбе против Рима. В 29 до н. э. были разбиты рим. полководцем Марком Лицинием Крассом и отброшены за Дунай, откуда при имп. Пробе в 279 -280 н. э. Б. были переселены во Фракию.

БАС-ТЕР (Basse-Terre), город и порт на о. Бас-Тер (из группы М. Антильских о-вов); адм. ц. франц. владения Гваделупа. Ок. 16 тыс. жителей (1967). Вывоз сахара-сырца, бананов, кофе, какао, ванили.

БАСТИА (Bastiat) Фредерик (30.6. 1801-24.12.1850), французский буржуазный экономист, пропагандист фритредерства. К. Маркс охарактеризовал Б. как "...самого пошлого, а потому и самого удачливого представителя вульгарно-экономической апологетики" (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 23, с. 18). Б.- один из авторов "теории" гармонии интересов труда и капитала (см. Гармонии интересов теория), маскирующей эксплуатацию пролетариата буржуазией и изображающей её в форме некоего "обмена услугами" между трудом и капиталом. Б. выступал с активной проповедью "свободного предпринимательства", к-рое рассматривалось им в качестве решающего условия установления социальной гармонии в бурж. обществе.

Соч.: Sophismes economiques, P.1846, nouv. ed., P., 1854, (рус. пер.- Экономические софизмы, СПБ, 1863) Harmonies economiques, P., 1840, nouv. ed., P., 1954; (рус. пер.-Экономические гармонии, [М.], 1904).

Лит.: Маркс К., Капитал, т. 1, Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 23, с. 18, с. 70, 91, 92, 204, 419, 575; его же, Бастиа и Кэри, там же, т. 46, ч. I, с. 3-16; его же, Теории прибавочной стоимости (IV том "Капитала"), там же, т. 26, ч. I, с. 413, 416; т. 26, ч. III, с. 91, 527, 550, 552, 561.

БАСТИАН (Bastian) Адольф (26.6.1826, Бремен,-2.2.1905, Порт-оф-Спейн, о-в Тринидад), немецкий этнограф. По образованию врач. Совершил много экспедиций во все части света, собрал огромные этнографич. материалы. Основал Берлинский музей народоведения (1868). Интересовался гл. обр. духовной культурой исследуемых народов, считал психологию "наукой будущего". Его идея о единстве человеческой психики, обусловливающей единство культуры всех народов, была прогрессивной. Однако многие построения Б. отличались идеализмом и путаницей. К. Маркс в письме к Ф. Энгельсу осудил сделанную Б. попытку "...„естественнонаучного" объяснения психологии и психологического объяснения истории..." (Соч., 2 изд., т. 30, с. 102). Соч.: Allgemeine Grundziige der Ethno-logie,

БАД (Bastide) Сюзанна (р. 15.8.1906, Ренн, Франция), французский юрист, проф. международного права Парижского ун-та, член Ин-та междунар. права, председатель Адм. трибунала ООН. Автор работ по междунар. праву и междунар. адм. процессу, в т. ч. "Международные должностные лица" (1931), "Международное право" (1948-49), "Международные административные споры" (1953, 1955), "Право народов, право международных кризисов" (1954), "Юридические условия сосуществования" (1955), "Общие принципы международного права" (1958), а также курс междунар. публичного права (5 изд., 1949-64).

БАСТИЛИЯ (Bastille), крепость в Париже, построенная в 1370-82. С 15 в. являлась не только цитаделью, но и выполняла функции гос. тюрьмы. С кон. 16 в. в Б. содержались преим. политич. заключённые. Дважды узником Б. был Вольтер. 14 июля 1789 восставший народ взял штурмом Б.- символ абсолютизма; это явилось началом Великой франц. революции. Через год Б. была срыта. 14 июля отмечается (с 1880) как нац. праздник Франции.

Взятие Бастилии. Рисунок Ф. Л. Приёра. 18 в. Лувр. Париж.

Лит.: Ахшарумов С. Д., История Бастилии, СПБ, 1893; Люблинская А. Д., Бастилия и ее архив, в кн.: Французский ежегодник 1958, М., 1959.

БАСТИОН (франц. bastion, от позднелат. bastillio - строю укрепление), пятиугольное укрепление, возводившееся в углах крепостной ограды для обстрелива-ния местности впереди и вдоль крепостных стен или рвов перед ними. Впервые Б. появились в Италии в кон. 15 в., в России - в 16 в. и до 18 в. назывались раскатами. Крепостной Б. состоял в России и др. странах из 1 или 2 земляных валов для размещения орудий: 1-й - главный и 2-й, возвышавшийся над первым,-кавальер. Передние стороны Б. наз. фасами, боковые - фланками, тыльная внутр. сторона - горжей. Обращённые друг к другу части двух соседних Б. и соединяющий их участок ограды -куртина - образовывали бастионный фронт.

БАСТИЯ (Bastia), город и порт на С.-В. о. Корсика (деп. Франции), на побережье Корсиканского прол. 50,9 тыс. жит. (1962). Произ-во табака и таб. изделий, аперитивов. Вывоз ликёров, оливкового масла, кож, цитрусовых, пробки. Добыча кораллов. Туризм.

БАСТЬЕН-ЛЕПАЖ (Bastien-Lepage) Жюль (1.11.1848, Данвиллер, Шампань,- 10.12. 1884, Париж), французский живописец. Учился в Школе изящных искусств в Париже (с 1867). Писал реалистические картины из жизни крестьян ("Сенокос", 1877, Лувр, Париж), портреты, историч. картины ("Жанна д'Арк", 1879, Метрополитен-музей, Нью-Йорк); иногда идеализировал религ.-патриархальные устои. В целях усиления правдивости изображения частично использовал пленэр.

Лит.: Theuriet A., J. Bastien-Lepage..., Р., 1885.

БАСУТО (Basuto), плато на Ю.-В. Африки, в Лесото. Преобладают выс. 2300-3000 м (наибольшая 3276 м). Сложено песчаниками и сланцами, прикрытыми сверху базальтами. Каньоно-образные долины р. Оранжевой и её притоков расчленяют плато на отдельные массивы. Вост. и юж. окраины - часть уступа Драконовых гор. Центр, и вост. части плато покрыты преим. ксерофит-ными кустарниками и горными лугами, на 3.- сухая степь.

БАСУТО, суто, народ, живущий в королевстве Лесото, прилегающих районах Южно-Афр. Республики и частично в Респ. Ботсвана. Общая числ. ок. 2,6 млн. чел. (1967, оценка). Язык Б.-сесуто, относится к юго.-вост. группе языковой семьи банту. Большинство Б. католики и протестанты, небольшая часть сохраняет местные традиц. религии. Осн. занятия - скотоводство (овцеводство) и земледелие (кукуруза и пшеница). До 80% мужского населения работают на рудниках и в качестве сезонников на плантациях ЮАР.

Лит.: Sheddiсk V. G. J., The Southern Sotho, L., 1953.

БАСУТОЛЕНД, до 1966 владение Великобритании. С окт. 1966 государство Лесото.

БАСФ ("Бадише анилин- унд сода- фабрик") (ФРГ), см. Химические монополии.

БАСЬЯНОВСКИЙ, посёлок гор. типа в Свердловской обл. РСФСР. Конечная ж.-д. станция (Перегрузочная) ветки (27 км) от линии Нижний Тагил - Ала-паевск. 5,4 тыс. жит. (1968). Торфопред-приятие.

БAT (Bath), город (графство) в Великобритании (Англия), в графстве Сомерсетшир, на р. Эйвон, к В. от Бристоля. 86 тыс. жит. (1968). Металлообрабатывающие, электротехнич., полиграфические, швейные, пищевые предприятия. Бальнеологич. курорт. Климат мягкий, влажный (средняя темп-pa зимы 9°С, количество осадков ок. 800 мм в год). Леч. средства: минеральные, термальные, радиоактивные (1,2-10е расп/сек*м3, или 91 ед. Махе) источники (темп-ра 40-45°С; дебит 2 млн. л в сутки), вода к-рых используется для ванн и питья. Лечение больных ревматизмом, с заболеваниями суставов, периферич. нервной системы и др. Королевский нац. госпиталь, баль-неолечебницы. Сезон - круглый год. Б. возник как др.-рим. поселение у термальных источников. Прямоугольная схема рим. поселения подчёркнута ансамблевым характером классицистич. застройки: прямоугольная пл. Куин-сквер (1729-36, дл. ок. 200 м), круглая пл. Сёркус (1754-64, диаметр ок. ПО м), полукруглая пл. Ройял-кресент (1767-75, диаметр ок. 130 м). Здания строились из мелкозернистого известняка. Руины рим. терм. Музей иск-ва.

Лит.: Messini M., Di LolloG. С., Acque mineral! del mondo, Roma, 1957; Little B. The building of Bath, L., 1947.

БАТ, ден. единица Таиланда = 100 са-тангам. Содержит 42,725 мг чистого золота. Введён с 1928. Курс на 1 янв. 1970 20,9 Б. за 1 долл. США.

БАТА (Bata), главный город Рио-Муни -континентальной части гос-ва Экваториальная Гвинея. Порт на берегу Гвинейского зал. Атлантич. ок. 27 тыс. жит. (1960). Вывоз древесины, кофе, какао-бобов, пальмовых орехов и масла. Цем. и лесопил. з-ды. Аэродром.

БАТАВИЯ (Batavia), прежнее голландское название Джакарты, столицы Индонезии.

БАТАВСКАЯ РЕСПУБЛИКА (1795 -1806). Образована в результате вступления в янв. 1795 на терр. Нидерландов франц. респ. войск и восстания (янв.-март 1795) местного населения. Названа по имени батавов, заселявших в древности терр. Нидерландов. Вступление Б. р. в мае 1795 в военно-политич. союз с Францией положило начало зависимости Б. р. от Франции и обусловило её участие в войнах Франции против антифранц. коалиции. Для внутриполитич. развития Б. р. характерна острая борьба мелкой и средней буржуазии при поддержке нар. масс против засилья крупной торг, буржуазии и финанс. олигархии. Проект конституции Б. р., подготовленный созванным 1 марта 1796 Нац. собранием, в котором преобладали представители крупной буржуазии, был отвергнут подавляющим большинством населения. Получив перевес на следующих выборах (янв. 1798), радикальные элементы отстранили от власти консерваторов и предложили конституцию (1798), в соответствии с к-рой были ликвидированы остатки феодализма в стране. Однако реакционный переворот, осуществлённый в июне 1798, помешал проведению в жизнь буржуазно-демократических прав и свобод, провозглашённых этой конституцией. В 1801 Б. р. была навязана новая конституция, отменявшая все демократич. завоевания. В 1805 по настоянию Наполеона I во главе Б. р. был поставлен т. н. великий пенсионарий Р. Я. Схиммелпеннинк, обладавший диктаторскими полномочиями. В мае -июне 1806 Наполеон превратил Б. р. в голл. королевство (1806-10), провозгласив королём своего брата Луи (Людовика) Бонапарта (см. Бонапарты). Лит.: Colenbrander H. Т., De Bataafsche republiek, Amst., 1908.

Ж. Бастьен-Лепаж. "Деревенская любовь". 1882. Музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина. Москва.

Бат. Площадь Сёр-кус.1754-64.Архитекторы Дж. Вуд Старший и Дж. Вуд Младший.

H. Б. Тер-Акопян.

БАТАВЫ (Batavi), германское племя, заселявшее дельту Рейна. С кон. 1 в. до н. э.- под властью Рима. В 69 н. э. Б., возглавляемые Ю. Цивилисом, подняли восстание против Рима (подавлено в 70). Подверглись сильной романизации. С 4 в.- в составе франкского союза племён.

БАТАГАЙ, посёлок гор. типа, центр Верхоянского р-на Якут. АССР. Пристань на правом берегу р. Яны, в 90 км ниже Верхоянска. 10 тыс. жит. (1968). Ф-ка обогащения оловянных руд (руды месторождения Эсэ-Хайя); з-д строит, материалов.

БАТАЙСК, город (до 1938 станица) в Ростовской обл. РСФСР. Крупный ж.-д. узел в 11 км к Ю. от Рортова-на-Дону, с которым связан также автобусным сообщением. 91 тыс. жит. (1969). Предприятия ж.-д. транспорта, з-ды рем,-механич. и монтажных заготовок; производство строительных материалов, пищ., лёгкая пром-сть. Техникум ж.-д. транспорта.

БАТАКИ, народ Индонезии, живущий на С. о. Суматра. Числ. ок. 2,5 млн. чел. (1967, оценка). По лингвистич. и этно-графич. особенностям Б. делятся на 6 групп: тоба-Б., каро-Б., тимор, пакпак, ангкола и мандайлинг. Говорят на батакских языках. Религия Б.- ислам, тоба-Б.- частично христиане, у каро-Б. сохранились традиц. верования. До наст. времени сильны родовые пережитки. Осн. занятие - земледелие (рис, кукуруза, батат и др.); развиты ткачество, гончарство, металлообработка, строит, иск-во, резьба по дереву. С нач. 20 в. развиваются товарно-денежные отношения при сохранении элементов натурального х-ва. Б. с самого начала голл. колонизации Суматры (17 в.) упорно отстаивали свою независимость. Лит.: Народы Юго-Восточной Азии, М., 1966. М. Г. Журавлёва.

БАТАКСКИЕ ЯЗЫКИ, группа близкородственных индонезийских языков и диалектов. Распространены во внутренних, преим. гористых р-нах Сев. Суматры с центром у оз. Тоба. Число говорящих на Б. я. ок. 2,5 млн. чел. (1967). Важнейшие Б. я.: тоба - в центр, части ареала группы Б. я. у оз. Тоба; ангкола-мандайлинг - южнее и юго-восточнее тоба; сималунгун - на С.-В. от оз. Тоба; каро - на С.-З. от оз. Тоба.

В течение ряда столетий Б. я. пользовались батакским письмом, к-рое восходит к южноинд. системам письма. К сер. 20 в. оно почти полностью вытеснено лат. алфавитом. Б. я. не подверглись значительной лит. обработке. Традиц. письменная лит-pa представлена гл. обр. текстами магич. содержания. Имеется разнообразный фольклор. Писатели, батаки по происхождению, пишут, как правило, по-индонезийски. Начало изучению Б. я. положил голл. языковед X. Н. ван дер Тюк (в 3-й четв. 19 в.). Однако ни словари, ни науч. описания языков, удовлетворяющие совр. требованиям, ещё не созданы.

Лит.: Tuuk Н. N. van der, Toba-sche spraakkunst, Amst., 1864 - 67; Neumann J. H., Karo-Bataks-Nederlands woordenboek. Djakarta, 1951; Vоогhоеve P., Critical survey of studies on the languages of Sumatra, 's-Gravenhage, 1955.

Ю. Х. Сирк.

БАТАЛЁР (от франц. batailler - сражаться), лицо, ведающее на корабле продовольственным и вещевым снабжением личного состава; назначается обычно из старшин.

БATАЛИН Александр Фёдорович [1(13).8.1847, Петербург, -1(13).1(). 1896, там же], русский ботаник, проф. Военно-мед. академии в Петербурге (1884-93). С 1870 работал в Петерб. ботанич. саду (с 1892 директор), где основал (1877) первую в России станцию для испытания и изучения семян. Осн. работы по эксперимент. морфологии, физиологии и экологии растений, в т. ч. "Механика движения насекомоядных растений" (1876). Нек-рые наблюдения Б. по движению растений и биологии цветения были сообщены Ч. Дарвину и использованы последним в его трудах. Работал над изучением сортового разнообразия культурных растений, чем способствовал развитию в России прикладной ботаники.

Лит.: Русские ботаники. Биографо-биб-лиографический словарь, сост. С. Ю. Липшиц, т. 1, М., 1947, с. 129 - 32; Манойленко К. В., А. Ф. Баталии - выдающийся русский ботаник XIX века, М.- Л., 1962.

БАТАЛИНСКИЙ ИСТОЧНИК, горько-солёный минеральный источник в 9 км к С.-В. от Пятигорска. Назван в честь рус. учёного Ф. А. Баталина, впервые изучившего его в 1856. Минеральная вода имеет следующий состав:
[0303-2.jpg]

обладает мягким слабительным действием. Воду газируют и разливают в бутылки. Применяют при хронич. запорах, геморрое, нарушениях обмена веществ, особенно при ожирении, при хронич. катарах печени и жёлчных путей. Противопоказано применение воды Б. и. при упадке питания, анемии и атонии кишечника.

БАТАЛИСТ, художник, работающий в батальном жанре.

БАТАЛОВ Алексей Владимирович (р. 20.11.1928, г. Владимир), советский киноактёр и режиссёр, нар. арт. РСФСР (1969). В 1950, окончив Школу-студию МХАТа, вступил в труппу Центр. театра Сов. Армии. В 1953-56 актёр МХАТа. В 1954 Б. дебютировал в кино в роли рабочего Алексея Журбина ("Большая семья"). Затем сыграл роль шофёра Саши Румянцева ("Дело Румянцева", 1956). Осн. место в творчестве Б. занимает образ молодого современника. Среди лучших ролей Б.: Борис (фильм "Летят журавли", 1957), молодой учёный-физик Гусев (фильм "Девять дней одного года", 1962), врач Устименко (фильм "Дорогой мой человек", 1958). В экранизациях произведений классич. лит-ры Б. сыграл роли Павла Власова ("Мать" по М. Горькому), Гурова ("Дама с собачкой" по А. П. Чехову). В 1960 дебютировал как кинорежиссёр (фильм "Шинель"). В 1966 поставил фильм "Три толстяка", сыграв в нём роль канатоходца Тибула. Награждён орденом Ленина.

БАТАЛОВ Николай Петрович [24. И (6.12). 1899-10.11.1937], советский актер, засл. арт. РСФСР (1933). В 1916 вступил в труппу МХТ. С комедийным блеском, ярким темпераментом, огромным обаянием играл роль Фигаро ("Безумный день, или Женитьба Фигаро" Бомарше). Значительной театр, работой Б. была роль Васьки Окорока в спектакле "Бронепоезд 14-69" Вс. Иванова (1927). Снимался в кино. Сыграл роль Павла Власова в выдающемся сов. фильме "Мать" (по роману М. Горького, 1926). Теплота и человечность, жизнеутверждающая сила, присущие иск-ву Б., отличали образ начальника трудовой коммуны Сергеева в первом сов. звуковом фильме "Путёвка в жизнь" (1931). Исполнил роль начальника строительства Лациса в фильме "Три товарища" (1935). Портрет стр. 30.

Лит.: Горчаков Н., Николай Петрович Баталов, в кн.: Ежегодник Московского Художественного театра, 1949 -1950 гг., М., 1952.

БАТАЛПАШИНСК, до 1939 назв. г. Черкесска, центра Карачаево-Черкесской АО Ставропольского края РСФСР.

БАТАЛПАШИНСКИЕ ОЗЁРА, Большое и Малое, горько-солёные озёра в Карачаево-Черкесской АО Ставропольского края РСФСР, в 18 км к В. от г. Черкесска. Общая пл. ок. 11 км2. Расположены на водоразделе рек Кубани и Кумы (на выс. 600 м). Отличаются изменчивыми уровнями воды. Садка соли (мирабилит) - в холодное время года.

БАТАЛЬНЫЙ ЖАНР (от франц. batail-1е - битва), жанр изобразит. искусства, посвящённый темам войны и воен. жизни. Гл. место в Б. ж. занимают сцены сражений (в т. ч. морских) и воен. походов современности или прошлого; Б. ж. присуще стремление запечатлеть особо важный или характерный момент битвы, передать её пафос, героику войны, а часто и раскрыть историч. смысл воен. событий, что сближает Б. ж. с историческим жанром. Деятельность художников-баталистов, постоянно связанная с жизнью армии и флота, способствовала расширению рамок Б. ж., дополняемого сценами воен. быта (в походах, казармах, лагерях), к-рые одновременно относятся и к бытовому жанру, а также обобщёнными образами воинов, фронтовыми зарисовками и т. д. Прогрессивная тенденция в развитии Б. ж. 19-20 вв. связана с реалистич. раскрытием социальной природы войн и роли в них народа, с разоблачением несправедливых агрессивных войн, прославлением нар. героизма в революц. и освободит, войнах, с воспитанием в народе гражд. патриотич. чувств.

Леонардо да Винчи. "Битва при Ангьяри". 1503-06. Гравюра Ж. Эделинка.

Формирование Б. ж. относится к 16-17 вв., но изображения битв известны в иск-ве с древнейших времён. Рельефы Др. Востока представляют царя или полководца, истребляющего врагов, осады городов, шествия воинов. В др.-греч. вазописи, рельефах на фронтонах и фризах храмов воспевается как нравств. образец воинская доблесть мифич. героев; уникально изображение битвы Александра Македонского с Дарием (рим. мозаичная копия эллинистич. образца 4-3 вв. до н. э.). Рельефы на др.-рим. триумф, арках и колоннах прославляют завоеват. походы и победы императоров. В ср. века сражения изображали на тканях ("Ковёр из Байё" со сценами завоевания нормандцами Англии, ок. 1073-83), в европ. и вост. книжных миниатюрах ("Лицевой летописный свод", Москва, 16 в.), иногда на иконах; многочисленны батальные сцены в рельефах Китая и Камбоджи, инд. росписях, япон. живописи. К эпохе Возрождения в Италии относятся первые опыты реалистич. изображения битв (ПаолоУччелло, Пьеро делла Франческа-15 в.); героическую обобщённость и большое идейное содержание оно получило в картонах для фресок Леонардо да Винчи ("Битва при Ангьяри", 1503-06), показавшего яростное ожесточение схватки и "зверское безумие" междоусобиц, и Микеланджело ("Битва при Кашине", 1504-06), акцентировавшего героич. готовность к борьбе; Тициан ввёл в сцену битвы реальную среду (т. н. "Битва при Кадоре", 1537-38), а Тинторетто - неисчислимые массы воинов ("Битва при Заре", ок. 1585). В становлении Б. ж. в 17 в. большую роль сыграли острое разоблачение жестокости завоевателей в офортах француза Ж. Калло, глубокое раскрытие социально-историч. смысла воен. событий в "Сдаче Бреды" испанца Д. Веласкеса (1634-35), драматич. страстность батальных полотен фламандца П. П. Рубенса. Позже выделяются баталисты-профессионалы (А. Ф. ван дер Мелен во Франции), формируются типы условно-аллегорич. композиции, возвеличивающей полководца, представленного на фоне битвы (Ш. Лебрен во Франции), небольшой батальной картины с эффектным (но равнодушным к смыслу событий) изображением кавалерийских стычек или эпизодов воен. быта (С. Роза в Италии, Ф. Вауэрман в Голландии) и сцены морского сражения (В. ван де Велде в Голландии). В 18 в. условным офиц. баталиям противостояли правдивые изображения тягот походной и лагерной жизни (А. Ватто во Франции), а позднее - картины амер. живописцев (Б. Уэст, Дж. С. Копли, Дж. Трамбалл), внёсших искренний пафос и свежие наблюдения в изображение воен. эпизодов; родился рус. патриотич. Б. ж.- картины "Куликовская битва" и "Полтавская баталия", приписываемые И. Н. Никитину, гравюры А. Ф. Зубова с мор. сражениями, мозаика мастерской М. В. Ломоносова "Полтавская баталия" (1762-64), большие батально-историч. композиции Г. И. Угрюмова, акварели М. М. Иванова с изображениями штурмов Очакова и Измаила. Великая франц. революция и наполеоновские войны породили крупные батальные полотна А. Гро (пришедшего от увлечения романтикой революц. войн к фальшивому возвеличиванию Наполеона и внешней эффектности экзотич. антуража), сухие документальные картины нем. художников А. Адама и П. Хесса, но вместе с тем и психологически верные романтич. образы наполеоновской эпопеи в живописи Т. Жерико и потрясающие драматич. сцены борьбы испанцев с франц. интервентами в живо-писи и графике исп. художника Ф. Гони. Историзм и свободолюбивый пафос прогрессивного романтизма ярко выразились в батально-историч. картинах Э. Делакруа, показавшего и драматич. страстное напряжение массовых битв, и жестокость завоевателей, и воодушевление борцов за свободу. Освободит. движениями навеяны романтич. батальные композиции П. Михаловского и А. Орловского в Польше, Г. Вапперса в Бельгии, а позже Я. Ма-тейко в Польше, Я. Чермака в Чехии, Дж. Якшича в Сербии и др. Во Франции романтич. легенда о Наполеоне окрашивает полужанровые картины Н. Т. Шарле и О. Раффе. В господствовавшей офиц. батальной живописи (О. Берне) национа-листич. концепции и ложно-романтич. эффекты сочетались с внешним правдоподобием. Рус. академич. батальная живопись от традиционных условных композиций с полководцем в центре (В. И. Мошков) шла к большей документ. точности общей картины боя и жанровых деталей (А. И. Зауервейд, Б. П. Вилле-вальде и особенно А. Е. Коцебу), но преодолеть традиционный для неё дух идеализации не смог даже К. П. Брюллов, пытавшийся в "Осаде Пскова" (1839-43) создать нар.-героич. эпопею. Вне академич. традиции Б. ж. стояли лубки И. И. Теребенёва, посвящённые нар. подвигу в Отечеств. войне 1812, "казачьи сцены" в литографиях Орловского, рисунки П. А. Федотова на темы казарменного и лагерного быта, рисунки Г. Г. Гагарина и М. Ю. Лермонтова, живо воссоздающие сцены войны на Кавказе, литографии В. Ф. Тимма на темы Крымской войны 1853-56.

Развитие реализма во 2-й пол. 19 -нач. 20 вв. привело к усилению пейзажных, жанровых, подчас психологич. начал в Б. ж., внимания к действиям, переживаниям, быту рядовых воинов (А. Менцель в Германии, Дж. Фаттори в Италии, У. Хомер в США, М. Герымский в Польше, Н. Григореску в Румынии, Я. Вешин в Болгарии). Во Франции реалистич. изображение эпизодов франко-прусской войны 1870-71 дали Э. Детай и А. Невиль; но в больших композициях и панорамах сохранялась ходульность офиц. концепции. В России в связи с развитием пейзажной и жанровой живописи расцветает иск-во морской батальной картины (И. К. Айвазовский, А. П. Боголюбов), появляется батально-бытовая живопись (К. Н. Филиппов, П. О. Ковалевский, В. Д. Поленов), отразившая под влиянием демократич. движения тяготы солдатской жизни и повседневный героизм рус. солдата. Особенно сильно и всесторонне, с бесстрашной правдивостью показал суровые будни войны В. В. Верещагин, обличавший милитаризм, бездушную жестокость завоевателей и запечатлевший мужество и страдания народа. Верещагин решительно ломал традиц. схемы Б. ж. и в батально-историч. картинах, так же как передвижники - И. М. Прянишников, А. Д. Кившенко, В. И. Суриков, создавший в своих полотнах "Покорение Сибири Ермаком" (1895) и "Переход Суворова через Альпы" (1899) величеств. эпопею мужества и богатырского подвига рус. народа, В. М. Васнецов, вдохновлявшийся образами др.-рус. нар. эпоса. Реализм передвижников повлиял и на академич, Б. ж., особенно на творчество Ф. А. Рубо, стремившегося в панорамах ("Оборона Севастополя", 1902-04; "Бородинская битва", 1911) и картинах к широте и объективной точности показа воен. действий.

В 20 в. социальные и нац.-освободит, революции, небывало разрушит. войны радикально изменили сложившиеся принципы Б. ж. В бурж. странах традиц. батальные композиции приобрели преим. шовинистич. смысл, особенно в странах фашистской диктатуры, где в бездушных ложно монументальных формах прославлялись грубая сила и жестокость. В противовес апологии милитаризма бельгиец Ф. Мазерель, нем. художники К. Коль-виц и О. Дике, англичанин Ф. Брэнгвин, мексиканец X. К. Ороско, протестуя против империалистич. войн и насилия, создали ярко эмоцион. символические образы нар. трагедии. У многих художников воен. сцены окрашены настроениями мрачного отчаяния, а зачастую несут печать экспрессионизма или сюрреализма.

А. Е. Коцебу. "Переход русских войск через Панике в Альпах". 1860. Эрмитаж. Ленинград.

А. А. К о к о р е к и н. "За родину!" Плакат. 1942.

В сов. иск-ве Б. ж. получил беспримерно широкое развитие, выражая идеи защиты социалистич. отечества, единства армии и народа, раскрывая классовую природу войн. Отправляясь от реалистич. традиций Б. ж., сов. баталисты выдвинули на первый план героич. образ сов. воина-патриота, его стойкость и мужество, любовь к Родине и волю к победе. Сов. Б. ж. формировался в графике периода Гражд. войны 1918-20, а затем в картинах М. Б. Грекова, М. И. Авилова, Ф. С. Богородского, П. М. Шухмина,К. С. Пет-рова-Водкина, А. А. Дейнеки, Г. К. Савицкого, Н. С. Самокиша, Р. Р. френца; новый подъём он пережил в период Великой Отечеств. войны и послевоен. годы - в плакатах и "Окнах ТАСС", фронтовой графике, картинах Дейнеки, Кукры-никсов, членов Студии военных художников имени М. Б. Грекова (П. А. Кри-воногов, Б. М. Неменский и др.), в скульптуре Ю. И. Микенаса, Е. В. Вучетича и др. Для сов. Б. ж. характерны стремление дать исторически верную широкую картину совр. воен. действий (отсюда развитие иск-ва панорамы и диорамы), темы героич. воен. истории Родины, боевой готовности армии, флота и воен.-возд. сил в мирных -условиях, психологически конкретные образы сов. полководцев, офицеров, рядовых воинов, а также обобщённые образы, символизирующие могущество, несокрушимую волю и героизм сов. народа и его вооруж. сил. Борьба с империалистич. реакцией и фашизмом породила в иск-ве социалистич. гос-в и в прогрессивном иск-ве капиталистич. стран стремление возродить и переосмыслить реалистич. наследие Б. ж.- в изображениях антифашистских и революц. битв (К. Дуниковский в Польше, Дж. Андреевич-Кун в Югославии, Дж. Салим в Ираке), истории освободит. борьбы народов (М. Лингнер в ГДР, Р. Гуттузо в Италии, Д. Сикейрос в Мексике). Илл. см. на вклейке к стр. 40-41 Лит.: Садовень В. В., Русские художники баталисты XVIII-XIX веков, М., 1955; Бродский В., Советск