загляните на купон-скидку или справочники: окна kbe, окна veka, окна rehau, остекление балкона, остекление лоджии, изготовление окон, монтаж окон, остекление, производство окон, металлопластиковые окна, окна пвх, пластиковые окна, установка окон, стеклопакеты и евроокна.



ВСЁ О СТРОИТЕЛЬСТВЕ, ЖЕЛЕЗОБЕТОНЕ, БЕТОНЕ, АРХИТЕКТУРЕ И НЕ ТОЛЬКО...:
ОПРЕДЕЛЕНИЯ:

АСФАЛЬТИРОВАНИЕ, устройство асфальтобетонных покрытий на автомобильных дорогах, улицах, аэродромах и т. п. путём укладки и уплотнения асфальтобетонной смеси по предварительно подготовленному основанию. В зависимости от назначения покрытия асфальтобетонную смесь (асфальтобетон) укладывают в один или два слоя на основание из щебня, гравия (нежёсткое основание) или бетона (жёсткое основание). Нижний слой толщиной 4-5 см устраивают из крупно- или среднезерни-стой смеси с остаточной пористостью 5-10% ; верхний слой толщиной 3-4 см-из средне- или мелкозернистой смеси (остаточная пористость 3-5%). При тяжёлых нагрузках и интенсивном движении транспорта покрытия устраивают 3-4-слойными общей толщиной 12-15 см. АСФАЛЬТИРОВАНИЕ начинается с очистки основания от пыли и грязи механич. дорожными щётками и поливомоечными машинами, исправления неровностей основания, обработки его поверхности жидким битумом или битумной эмульсией. Асфальтобетонная смесь приготовляется в асфальтобетоно-смесителях на стационарных или полустационарных заводах (установках), доставляется на место автомобилями-самосвалами и загружается в приёмный бункер асфалътобетоноукладчика, к-рый укладывает, разравнивает и предварительно уплотняет смесь. Окончат. уплотнение осуществляется катками дорожными. .


КОММУНАЛЬНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО, отрасль строительства, занятая сооружением объектов, связанных с обслуживанием жителей городов, посёлков городского типа, районных сельских центров и населённых пунктов сельской местности. В числе этих объектов: системы водоснабжения и канализации с очистными сооружениями и сетями; сооружения городского электрического транспорта с путевым, энергетическим хозяйством, депо и ремонтными предприятиями; сети газоснабжения и теплоснабжения с распределительными пунктами, районными и квартальными котельными; электрические сети и устройства напряжением ниже 35 кв; гостиницы; городские гидротехнические сооружения; объекты внешнего благоустройства населённых мест, озеленения, дороги, мосты, путепроводы, ливнестоки; предприятия санитарной очистки, мусороперерабатывающие и др. Планомерное развитие КОММУНАЛЬНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА в СССР началось ещё в 1-й пятилетке и осуществлялось нарастающими темпами до начала Великой Отечеств, войны 1941-45. В годы 4-й пятилетки (1946-50) проводились работы по восстановлению объектов коммунального назначения, разрушенных во время нем.-фаш. оккупации. В последующие годы КОММУНАЛЬНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО велось высокими темпами в связи с бурным развитием промышленности, культуры, увеличением численности городов и посёлков городского типа .
ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО, теория и практика планировки и застройки городов (см. Город). ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО определяют социальный строй, уровень развития производственных сил, науки и культуры, природно-климатичие условия и национальные особенности страны. ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО охватывает сложный комплекс социально-экономических, строительно-технических, архитектурно-художественных, а также санитарно-гигиенических проблем. Общим для ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО досоциалистических формаций является большее или меньшее влияние на него частной собственности на землю и недвижимое имущество..
ЗЕЛЁНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО, составная часть современного градостроительства. Городские парки, сады, скверы, бульвары, загородные парки (лесопарки, лугопарки, гидропарки, исторические, этнографические, мемориальные), национальные парки, народные парки, тесно связанные с планировочной структурой города, являются необходимым элементом общегородского ландшафта. Они способствуют образованию благоприятной в санитарно-гигиеническом отношении среды, частично определяют функциональную организацию городских территорий, служат местами массового отдыха трудящихся и содействуют художественной выразительности архитектурых ансамблей. При разработке проектов садов и парков учитывают динамику роста деревьев, состояние и расцветку их крон в зависимости от времени года.

Главная страница
Поиск по сайту
Оглавление страниц

Объяснение слов: словарь, справочник, информация. Строительство, экономика, промышленность - все сферы жизни: от А до Г, от Г до П и от П до Я

рских устремлений.

Для иск-ва Б. характерны грандиозность, пышность и динамика, патетич. приподнятость, интенсивность чувства, пристрастие к эффектным зрелищам, совмещению иллюзорного и реального, сильным контрастам масштабов и ритмов, материалов и фактур, света и тени. Виды искусства образуют торжеств. монументально-декоративное единство, поражающее воображение своим размахом. Гор. ансамбль, улица, площадь, парк, усадьба стали пониматься как организованное развивающееся в пространстве целое, многообразно раскрывающееся перед зрителем при его движении. Дворцы и церкви Б. благодаря роскошной, причудливой пластике фасадов, беспокойной игре светотени, слитности как бы текучих форм, сложным криволинейным планам и очертаниям приобретают живописность и динамичность, словно вливаясь в окружающее пространство. В парадных интерьерах архитектура сливается с многоцветной скульптурой, лепкой, резьбой; зеркала и росписи иллюзорно расширяют пространство, а плафонная живопись создаёт иллюзию разверзшихся сводов.

В изобразит. иск-ве Б. преобладают виртуозные декоративные композиции религ., мифологии, или аллегорич. характера, парадные портреты, подчеркивающие привилегированное обществ. положение человека. Идеализация образов, безудержные гиперболы сочетаются в них с бурной динамикой, неожиданными композиц. и оптич. эффектами, реальность - с фантазией, религ. аффектация - с подчёркнутой чувственностью. В живописи большое значение приобретают эмоциональное, ритмич. и колористич. единство целого, часто - непринуждённая свобода мазка, в скульптуре - живописная текучесть формы, ощущение изменчивости, становления образа, богатство аспектов и впечатлений.

В Италии - на родине Б.- в его рамках сложились и полное религ. и чувств, аффектации иск-во Л. Бернини, Ф. Бор-ромини, Пьетро да Кортоны, и академизм болонской школы, и демократич. бунтарский реализм Караваджо; позднее итал. Б. эволюционировало к фантастичности построек Г. Гварини, бравурности живописи С. Розы и А. Маньяско, головокру-жит. лёгкости росписей Дж. Б. Тьеполо. Во Фландрии рождённое нидерл. революцией мироощущение внесло мощные жизнеутверждающие реалистич. и подчас народные начала в господствовавшее иск-во Б. (живопись П. П.Рубенса, А. ван Дейка, Я. Йорданса). В Испании в 17 в. нек-рые черты Б. проступали в аскетичной архитектуре школы X. Б. де Эрреры, в реалистич. живописи X. де Риберы и Ф. Сурбарана, скульптуре X. Монтаньеса, но в 18 в. в постройках круга X. Б. де Чурригеры формы Б. достигли необычайной сложности и декоративной изощрённости (ещё более гипертрофированной в "ультрабарокко" Лат. Америки). Великолепие и пышность Б. получили своеобразное истолкование в Австрии (арх. И. Б. Фишер фон Эрлах и Л. Хильдебрандт, живописец Ф. А. Маульберч) и абсолютистских гос-вах Германии (арх. Б. Нейман, А. Шлютер, М. Д. Пёппельман, бр. Азам, семья Динценхофер), в Польше, Чехии, Словакии, Венгрии, Словении, Хорватии, Зап. Украине, Литве. Во Франции, где ведущим стилем в 17 в. стал классицизм, Б. оставалось до середины века побочным течением, но с полным торжеством абсолютизма они сливаются в единый помпезный стиль (убранство залов Версаля, живопись Ш. Лебрёна). В странах интенсивного бурж. развития - Англии и Голландии - влияние Б. было лишь частичным.

В России развитие иск-ва Б., отразившего рост и укрепление дворянской абсолютной монархии, падает на 1-ю пол. 18 в. При общей для Б. сословной природе, рус. Б. было свободно от экзальтации и мистицизма (характерных для католич. стран) и обладало рядом нац. особенностей, обусловл. чувством гордости за успехи гос-ва и народа.

Дворцово-парковый комплекс в Царском Селе (ныне г. Пушкин). Дворец перестроен в 1752-57. Архитектор В. В. Растрелли. План.

[0301-10.jpg]

Рус. архитектура Б., достигшая величеств. размаха в городских и усадебных ансамблях Петербурга, Петергофа, Царского Села и др., отличается торжественной ясностью и цельностью композиции зданий и архит. комплексов (арх. М. Г. Земцов, В. В. Растрелли, Д. В. Ухтомский, С. И. Чевакинский); изобразит. иск-ва, освободившиеся от ср.-век. религ. пут, обратились к светским обществ. темам, к образу человека-деятеля (скульптура Б. К. Растрелли и др.). В России, как и в др. странах, эпоха Б. отмечена подъёмом декоративных иск-в, тесно взаимосвязанных с архитектурой. В 1-й пол. 18 в. Б. повсеместно эволюционирует к грациозной лёгкости стиля рококо, сосуществует и переплетается с ним, а с 1760-х гг. вытесняется классицизмом.

Понятие "Б." нередко распространяется на всю художеств, культуру 17 в., в т. ч. на явления, далёкие от Б. по содержанию и стилю (напр., "нарышкинское Б.", или "моск. Б.", в рус. зодчестве кон. 17 в.).

Литература. Термин "Б." применялся к лит-ре уже с сер. 19в. (Дж. Кардуччи, 1860, Порембович, 1893); в 20-х гг. 20 в. возник ряд проникнутых субъективностью толкований Б. у экспрессионистов и представителей духовно-исторической школы. Б. часто служит для обозначения прециозной литературы во Франции, гонгоризма в Испании, маринизма в Италии, "метафизической поэзии" в Англии, придворно-схоластич. поэзии в России. Однако эти явления не покрывают всего объёма термина; более широко Б. рассматривают как общий стиль, исторически закономерный для европ. лит. развития. Выдвигается представление о "низовом Б.", отвечающем потребностям бюргерства и нар. масс. Различные проявления умственного брожения, связанные с социально-утопич. движениями и чаяниями, также обращались к формам лит. Б. (Я. Бёме, К. Кульман, Амос Коменский). Для лит. Б. характерны риторичность и сложный метафоризм, основанный на "принципе остроумия" (консептизма), требовавшем неожиданного и поражающего воображения сочетания "далёких" идей, образов и представлений. Б. отличается стремлением к резким контрастам, экзальтацией и живописностью; питает пристрастие к поли-гисторству, экзотике и гротеску. Ведущие жанры: трагедия, изобилующая ужасами, кровавыми сценами и взрывами страстей, и сатира (не лишённая книжности). Чувство неустойчивости и беспокойства, вызванное войнами и социальными потрясениями, выдвинуло тему превратности и тщетности бытия ("Vanitas"), подхваченную Контрреформацией. В низшем слое Б. эта тема отражает реальные перепитии жизни, то вздымающие, то бросающие в бездну человека, к-рый чувствует себя "щепкой" в водовороте жизни, что отвечает судьбам "солдат Фортуны", ландскнехтов и авантюристов эпохи. Низовое Б. усваивало готовые риторич. формулы, мотивы и сюжетные схемы галантного и прециозного романа, сатирически переосмысляя и перерабатывая их и используя для построения новой большой формы нар. романа ("Симпли-циссимус" Гриммельсхаузена). Проза Б. часто аморфна, наполнена тяжеловесной учёностью и дидактикой. Большое значение приобретают периферийные жанры: путешествия, лит. сборники, где смешан новеллистический и учёно-энциклопедический материал. Лит. Б. представлена в Испании поэзией Гонгоры, трагедиями П. Кальдерона, драмой Тирсо де Молины, отчасти плутовским романом; в Италии поэзией Т. Тассо и Дж. Марино; в Англии драмами У. Уэбстера; в Германии трагедиями А. Грифиуса и Лоэнштейна, сатирой И. Мошероша и Гриммельсхаузена; во Франции д'Обинье; в Хорватии эпич. поэмой Гундулича, драмами И. Джорджича и др. Нек-рые исследователи усматривают черты Б. или относят к нему позднюю драму У. Шекспира ("Буря"), произведения Мильтона, Вон-дела, Корнеля и мн. др. В России возникновение Б. тесно связано с укр. церковной проповедью и школьной драмой; оно представлено поэзией С. Полоцкого и С. Медведева. В "Жизнеописании" Аввакума усматривают черты Б.- антино-мичность, трагич. характер повествования, ломку традиционных жанров и др. С конца 17 в. Б. охватывает в России церковную проповедь (С. Яворский, ф. Проко-пович), школьный театр, панегирич. поэзию петровских "триумфов". Дальнейшая секуляризация тем и мотивов, перемена системы стихосложения видоизменили и затушевали связь новой рус. поэзии с этой традицией. Однако бурный слог, напряжённый метафоризм, разительная образность и живописность, риторика, работа в области изобразительного иск-ва (мозаика, иллюминации) позволяют видеть в творчестве М. В. Ломоносова новый этап развития Б. в России.

Музыка. В зарубежном музыкознании термин "Б." стал применяться с нач. 20 в. Эпохой муз. Б. считается весь период развития муз. культуры в европ. странах, соответствующий периоду Б. в архитектуре и изобразит. иск-ве. Основанием для выделения эпохи муз. Б. служили прежде всего нек-рые общие черты в области композиционной техники. Так, период конца 16 -сер. 18 вв. ознаменовался утверждением генерал-баса, становлением мажоро-минорной системы, осознанием гармонич. "вертикали" и функциональных соотношений созвучий, а также сильных и слабых долей (с чем связано введение тактовой черты), появлением нек-рых новых муз. жанров и форм - партиты, сонаты, ричеркара, фуги и в особенности концерта. О слабых сторонах этой концепции свидетельствует то, что в эпохе муз. Б. объединяются различные, порой противоречивые муз. явления-от мадригалистов рубежа 16 -17 вв. до творчества Г. Ф. Генделя и И. С. Баха. Сов. исследователи полагают, что в муз. иск-ве европ. стран этого периода наряду со стилем Б. проявлялся, взаимодействуя с ним, и стиль классицизма, поэтому они отказываются от выделения целостной эпохи муз. Б. Согласно воззрениям сов. музыковедов, творчество крупнейших композиторов этого периода - Генделя и Баха - не укладывается в рамки к.-л. одного стиля. В стиле муз. Б. сов. музыковеды считают ведущими не формально-технич. моменты, но определённый тип образов, характер муз. выразительности - величие, пышность, декоративность, выражение сильных аффектов и т. п. Стиль Б. в музыке отличает, с одной стороны, стремление к глубокому отображению внутр. мира человека, к драматизму и синтезу искусств (опера, оратория, кантата, пассионы), с другой - к освобождению от союза со словом (развитие инструментальных жанров). Стиль муз. Б. наиболее ярко проявился в итал. музыке (монументальные вокально-инструментальные произведения композиторов венецианской школы во главе с Дж. Габриели, оперные сочинения М. А. Чести, органное творчество Дж. Фрескобальди и др.), несколько позднее - в нем. музыке (оперы Р. Кейзе-ра, органное творчество Д. Букстехуде, клавирные произведения И. Кунау и др.). Лит.: Вельфлин Г., Ренессанс и барокко, пер. с нем., СПБ, 1918; его же, Основные понятия истории искусства, пер. с нем., М., 1930; Смирнов А., Шекспир, ренессанс и барокко, "Вестник ЛГУ", 1946, № 1; История русского искусства, т. 5, М., 1960; Ливанова Т. Н., На пути от Возрождения к Просвещению XVIII века, в сб.: От эпохи Возрождения к двадцатому веку, М., 1963; Всеобщая история искусств, т. 4, М., 1963; История эстетики. Эстетические учения 17-18 в., т. 2, М., 1964; Ренессанс. Барокко. Классицизм, М., 1966; М о-розов А., Проблемы европейского барокко, "Вопросы литературы", 1968, № 12; его ж е, "Маньеризм" и "барокко", как термины литературоведения, "Русская литература", 1966, № 3; его же, Ломоносов и барокко, там же, 1965, № 2; Лихачев Д. С., Барокко и его русский вариант XVII века, "Русская литература", 1969, № 2; Weisbасh W., Die Kunst des Barock in Italien, Frankreich, Deutschland und Spanien, 2 Aufl., В., 1929; Retorica e barocco, Roma, 1955; Die Kunstformen des Barockzeitalters, hrsg. von R. Stamm, Bern-Munch., 1956; Т a p i e V.-L., Baroque et classicisme, P., [1957]; Angyal A., Die slawische Ba-rockwelt, Lpz., 1961; В 1 ume F., Begriff und Grenze des Barock in der Musik, "Svensk Tid-skrift for Musikforskning", 1961, Bd 43; Manierismo, Barocco, Rococo. Concetti e termini, Roma, 1962; Le baroque musicale. Les congres et colloques de I'Universite de Liege, Liege, 1964; W i n d f u h r M., Die Barocke Bildlichkeit und ihre Kritiker, Stuttg., 1966. А. А. Морозов (введение, литература) , В. Н. Брянцева (музыка), А. М. Кантор (архитектура, изобразит. и декоративное иск-во). Илл. см. на вклейке, табл. I, II.

БАРОМЕТР (от греч. baros -тяжесть, вес и metreo - измеряю), прибор для измерения атмосферного давления. Наиболее распространены: жидкостные Б., основанные на уравновешивании атм. давления весом столба жидкости; деформац. Б., принцип действия к-рых основан на упругих деформациях мембранной коробки (см. Анероид); гипсотермометры, основанные на использовании зависимости точки кипения нек-рых жидкостей, напр. воды, от внеш. давления.

Наиболее точными стандартными приборами являются ртутные Б.: ртуть благодаря большой плотности позволяет получить в Б. сравнительно небольшой столб жидкости, удобный для измерения. Ртутные Б. представляют собой два сообщающихся сосуда, наполненных ртутью; одним из них служит запаянная сверху стеклянная трубка длиной ок. 90 см, не содержащая воздуха. За меру атм. давления принимается давление столба ртути, выраженное в мм рт. ст. или в мбар (см. Бар).

Для определения атм. давления в показания ртутного Б. вводят поправки: 1) инструментальную, исключающую погрешности изготовления; 2) поправку для приведения показания Б. к 0°С, т. к. показания Б. зависят от темп-ры (с изменением темп-ры меняется плотность ртути и линейные размеры деталей Б.); 3) поправку для приведения показаний Б. к нормальному ускорению свободного падения (gn=9,80665 м/сек2), она обусловлена тем, что показания ртутных Б. зависят от геогр. широты и высоты над уровнем моря места наблюдений.

В зависимости от формы сообщающихся сосудов ртутные Б. подразделяют на 3 основных типа: чашечные, сифонные и сифонно-чашечные (рис. 1). Практически применяют чашечные и сифонно-чашечные Б. На метеорологич. станциях пользуются станционным чашечным Б. (рис. 2).
[0301-11.jpg]

Рис. 1. Типы ртутных барометров: а -чашечный, 6 - сифонный, в - сифонно-чашечный.

[0301-12.jpg]

Рис. 2. Станционный чашечный барометр; К - кольцо, на к-ром подвешивается барометр.

Он состоит из барометрич. стеклянной трубки, опущенной свободным концом в чашу С. Вся барометрич. трубка заключена в латунную оправу, в верхней части к-рой сделана вертикальная прорезь; на краю прорези нанесена шкала для отсчёта положения мениска ртутного столба. Для точной наводки на вершину мениска и отсчёта десятых долей применяется особый визир п, снабжённый нониусом и перемещаемый винтом b. Отсчёт высоты ртутного столба производят по положению ртути в стеклянной трубке, а изменение положения уровня ртути в чашке учитывается применением компенсированной шкалы так, что отсчёт по шкале получается непосредственно в миллибарах. При каждом Б. имеется небольшой ртутный термометр Т для введения температурной поправки. Чашечные Б. выпускаются с пределами измерения 810-1070 мбар и 680-1070 мбар; точность отсчёта 0,1 мбар.

В качестве контрольного применяется сифонно-чашечный Б. Он состоит из двух трубок, опущенных в барометрич. чашу. Одна из трубок закрыта, а другая сообщается с атмосферой. При измерении давления Винтом поднимают дно чашки, подводя мениск в открытом колене к нулю шкалы, а затем отсчитывают положение мениска в закрытом колене. Давление определяют по разности уровней ртути в обоих коленах. Предел измерения этого Б. 880-1090 мбар, точность отсчёта 0,05 мбар.

Все ртутные Б.- абсолютные приборы, т. к. по их показаниям непосредственно измеряют атм. давление.

Лит.: Кедроливанский В. Н. и Стернзат М. С., Метеорологические приборы, Л., 1953. С. И. Непомнящий.

БАРОМЕТРИЧЕСКАЯ СТУПЕНЬ, тоже, что барическая ступень.

БАРОМЕТРИЧЕСКАЯ ФОРМУЛА, определяет зависимость давления или плотности газа от высоты в поле тяжести.

Для идеального газа, имеющего постоянную темп-ру Т и находящегося в однородном поле тяжести (во всех точках его объёма ускорение свободного падения д одинаково), Б. ф. имеет след, вид:
Р = Ро ехр [- gm (h-h0)/RT], (I), где р - давление газа в слое, расположенном на высоте h, р0 - давление на нулевом уровне (h = h0), m - молекулярная масса газа, R - газовая постоянная, Т - абсолютная температура. Графически зависимость (I) представлена на рис. Из Б. ф. (I) следует, что концентрация молекул п (или плотность газа) убывает с высотой по тому же закону:

п =п0ехр [-mg(h-h0)/kT], где т - масса молекулы, k - Больцмана постоянная.

Б. ф. может быть получена из закона распределения молекул идеального газа по скоростям и координатам в потенциальном силовом поле (см. Болъцмана статистика). При этом должны выполняться два условия: постоянство темп-ры газа и однородность силового поля. Аналогичные условия могут выполняться и для мельчайших твёрдых частичек, взвешенных в жидкости или газе. Основываясь на этом, франц. физик Ж. Перрен в 1908 применил Б. ф. к распределению по высоте частичек эмульсии, что позволило ему непосредственно определить значение постоянной Больцмана.

Б. ф. показывает, что плотность газа уменьшается с высотой по экспоненциальному закону. Величина - mg(h-ho)/kT, определяющая быстроту спада плотности, представляет собой отношение потенциальной энергии частиц к их средней кинетич. энергии, пропорциональной kT. Чем выше темп-pa Т, тем медленнее убывает плотность с высотой. С др. стороны, возрастание силы тяжести тg (при неизменной темп-ре) приводит к значительно большему уплотнению нижних слоев и увеличению перепада (градиента) плотности. Действующая на частицы сила тяжести тg может изменяться за счёт двух величин: ускорения д и массы частиц т.
[0301-13.jpg]

Падение давления газа с высотой в однородном поле тяжести при постоянной температуре газа (Т1> >Т). Пунктирная кривая показывает реальное изменение температуры атмосферы с высотой.

Следовательно, в смеси газов, находящейся в поле тяжести, молекулы различной массы по-разному распределяются по высоте.

Реальное распределение давления и плотности воздуха в земной атмосфере не следует Б. ф., т. к. в пределах атмосферы темп-pa и ускорение свободного падения меняются с высотой и геогр. широтой. Кроме того, атм. давление увеличивается с концентрацией в атмосфере паров воды.

Б. ф. лежит в основе барометрич. нивелирования - метода определения разности высот Дh между двумя точками по измеряемому в этих точках давлению (p1 и р2). Поскольку атм. давление зависит от погоды, интервал времени между измерениями должен быть возможно меньшим, а пункты измерения располагаться не слишком далеко друг от друга. Б. ф. записывается в этом случае в виде: Дh = 18400 (1 + at) lg (p1/p2) (в м), где t - ср. темп-pa слоя воздуха между точками измерения, а - температур, коэфф. объёмного расширения воздуха. Погрешность при расчётах по этой формуле не превышает 0,1-0,5% от измеряемой высоты. Более точна формула Лапласа, учитывающая влияние влажности воздуха и изменение ускорения свободного падения.

Лит.: Xргиан А. X., Физика атмосферы, М., 1958. Ю. Н. Дрожжин.

БАРОМЕТРИЧЕСКОЕ НИВЕЛИРОВАНИЕ, один из методов нивелирования, основанный на установленной Б. Паскалем в 1647 связи давления воздуха с высотой точки над уровнем моря (см. Барометрическая формула). Давление измеряют барометрами и вводят поправки, учитывающие темп-ру, влажность и т. д. Лит.: Близняк Е. В., Руководство к барометрическому нивелированию, 4 изд., М., 1939; Прихода А. Г., Барометрическое нивелирование, М., 1964.

БАРОН Кришьянис Юрьевич (31.10. 1835, Струтелская волость, Латвия,-8.3.1923, Рига), латышский фольклорист, писатель и обществ, деятель. Собиратель латыш, нар. песен. Фактич. редактор первой прогрес. латыш, газ. "Петербургас авизес" ("Peterburgas Avizes", 1862-65). Вместе с Ю. Алунаном и К. Валдемаром руководил т. н. младолат. движением. Писал рассказы, стихи, сатирич. фельетоны (диалог "Пецис и Ецис" и др.). В 1867 Б. переехал в Москву. Подготовил издание ч Латышских народных песен" (т. 1-6, 1894-1915) - замечат. памятник латыш, нар. творчества.

С о ч.: Raksti, Riga, 1928.

Лит.: Krisjana Barona pieminai, Riga, 1962.

БАРОН (Baron) Мишель (8.10.1653, Париж,-22.12.1729, там же), французский актёр. В 1665 вступил в труппу Мольера. С 1673 работал в театре "Бургундский отель", с 1680 (перерыв в 1691-1720) - в "Комеди Франсезх Играл роли трагич. героев: Ипполит, Пирр ("Федра", "Андромаха" Расина), Родриго, Гораций ("Сид", одноим. трагедия Корнеля) и др. Б. следовал принципам Мольера: отказался от монотонной размеренности чтения александрийского стиха, подчинял интонацию мысли, эмоции. Однако, будучи актёром класси-цистского театра, он создавал образы преувеличенно благородных героев, продолжал пользоваться условно-стилизованным костюмом. Написал комедию "Удачливый волокита" (1686) и др.

Лит.: История западноевропейского театра, под общей ред. С. С. Мокульского, т. 2, М., 1957; Copin A., Histoire des comediens de la troupe de Moliere, P., 1866.

БАРИН (от позднелат. baro - слово герм, происхождения с первонач. значением - человек, мужчина), в Западной Европе непосредственный вассал короля, позднее дворянский титул (жен.- баронесса). Титул Б. в Англии (где он сохраняется и поныне) стоит ниже титула виконта, занимая последнее место в иерархии титулов высшего дворянства (в более широком смысле к Б. принадлежит всё англ, высшее дворянство, наследств, члены палаты лордов); во Франции и Германии этот титул стоял ниже графского. В Росс, империи титул Б. был введён Петром I для нем. высшего дворянства Прибалтики.

БАРОНЕТ (уменьшит. от барон), наследств. дворянский титул в Англии. Введён в 1611. Б. занимают среднее положение между высшей знатью и низшим дворянством.

БАРОРЕЦЕПТОРЫ (от греч. baros -тяжесть и рецепторы), бароцепторы, механорецепторы, прессорецепторы, чувствительные нервные окончания в кровеносных сосудах, воспринимающие изменения кровяного давления и рефлекторно регулирующие его уровень; приходят в состояние возбуждения при растяжении стенок сосудов. Б. имеются во всех сосудах; скопления их сосредоточены преим. в рефлексогенных зонах (сердечной, аортальной, синокаротиднсй, лёгочной и др.). При повышении кровяного давления Б. посылают в центральную нервную систему импульсы, подавляющие тонус сосудистого центра и возбуждающие центральные образования парасимпатического отдела вегетативной нервной системы, что ведёт к понижению давления. При частом и длительном повышении кровяного давления Б. приспосабливаются к нему (см. Адаптация физиологическая), что может служить одной из причин развития гипертонической болезни. См. также Рецепторы.

Лит. см. при ст. Рецепторы.

Г. Н. Кассиль.

БАРОТЕРАПИЯ (от греч. baros-тяжесть и терапия), лечебное воздействие на организм повышенным или пониженным атм. давлением. Б. обусловлена влиянием изменённого атм. давления на сосудистую систему, функцию дыхания и газовый обмен. Б. осуществляется спец. аппаратами или проводится в барокамерах, наиболее совершенные из к-рых позволяют регулировать не только атм. давление, но и влажность, темп-ру воздуха, а также содержание положит, и отрицат. аэроионов. В нек-рых случаях в барокамеры вмонтированы источники света для одновременного облучения больных ультрафиолетовыми, инфракрасными и др. лучами. Б. назначают местно при ангиоспазмах, облитерирующем эндартериите, миалгиях, невралгиях и др. Общая Б. показана при негнойных воспалит. заболеваниях дыхат. путей, бронхиальной астме и др. Б. противопоказана при склонности к кровотечениям, гемофилии, туберкулёзе лёгких и дыхат. путей.

БАРОТОЛЕРАНТНЫЕ БАКТЕРИИ (от греч. baros - тяжесть и лат. tolerans, род. п. tolerantis - выдерживающий), способные расти и размножаться как в условиях нормального атм. давления, так и при давлении в несколько сот атм.

Б. б. распространены преим. в водной толще, в илах морей и океанов; они обнаружены и в поверхностных слоях почв. Нек-рые виды Б. б. размножаются при высоком давлении лучше, чем при атмосферном, и наз. барофильными. Отдельные исследователи утверждают, что существуют бактерии, развивающиеся только при высоком давлении (о б-лигатно-барофильные). При давлении выше 400-600 атм (давление в придонных слоях Мирового ок. на глубине 4000-6000 м) большинство Б. б. теряет способность размножаться. Однако встречаются Б. б., к-рые размножаются при давлении 900-1000 атм -давлении в глубоких впадинах Мирового ок. При культивировании в условиях высокого гидростатич. давления одни био-хим. процессы у Б. б. усиливаются, другие подавляются.

Лит.: Крисе А. Е., Биологическое действие высоких давлений, в сб.: Успехи микробиологии, т. 6, М., 1969.

А. Е. Крисе.

БАРОТРАВМА (от греч. baros - тяжесть и травма), повреждение органа слуха (реже других, содержащих воздух или газы органов - лёгких, кишечника), возникающее в результате резкого изменения атм. давления. Барабанная перепонка (см. Ухо) переносит даже сильное увеличение атм. давления, если оно происходит медленно; в этом случае давление по обе стороны барабанной перепонки (со стороны наружного слухового прохода и барабанной полости) выравнивается через евстахиеву трубу. При резких изменениях (перепадах) давления, напр. при быстрых подъёмах и спусках самолёта, для выравнивания давления рекомендуется делать глотат. движения (для чего в самолётах раздают леденцы). Если выравнивание давления не успевает произойти, барабанная перепонка втягивается и через цепь слуховых косточек давление передаётся во внутр. ухо. В первый момент Б. ощущается боль в ухе, затем понижается слух, появляется шум в ушах, иногда головокружение. При значит. перепадах давления может произойти разрыв барабанной перепонки. Б. наблюдается у лётчиков (при пикировании), парашютистов, водолазов. Профилактика: отбор на соответствующие профессии людей с хорошей проходимостью евстахиевых труб; спец. тренировка в барокамере. Л. В. Нейман,

БАРОТСЕ, лози, балози, народ, населяющий одноимённую провинцию Замбии. Численность вместе с родств. племенами кванга, индундулу, симаи и др. ок. 400 тыс. чел. (1967, оценка). Язык относится к юго-вост. группе языков банту. Большинство Б. придерживается традиц. верований, часть - христиане. К кон. 19 в. у них сложилось ранне-феод. государство с элементами рабовладения. В 1890 феодалы Б. приняли протекторат Англии, и значит, часть государства вошла впоследствии (1911) в Сев. Родезию. Осн. занятия Б.- поливное земледелие (кукуруза, сорго, маниок) и животноводство. Развито отходничество. Лит.: Яблочков Л. Д., Коренное население Британской Центральной Африки, в кн.: Африканский этнографический сборник, т. 2, М., 1958.

БАРОХА-И-НЕСИ (Baroja у Nessi) Пио (28.12.1872, Сан-Себастьян,-30.10.1956, Мадрид), испанский писатель, представитель так называемого "Поколения 1898 года" (см. Испания, раздел Литература). Создал ок. 100 романов, сгруппированных в циклы. В трилогиях, написанных до 1-й мировой войны ("Земля басков", 1900-09, ч Фантастическая жизнь", 1901-06, "Борьба за существование", 1904, и др.), содержится резкая критика бурж действительности. Для романов Б., особенно позднего периода (циклы "Города", 1920, "Агония нашего времени", 1926, "Воспоминания человека действия", 1913-35, и др.), характерен социальный пессимизм. В 1936-39 Б. находился в эмиграции, после возвращения в Испанию стал в пассивную оппозицию к франкизму (см. его мемуары "С последнего поворота пути", т. 1-7, 1944-49).

Соч.: Obras, v. 1-69, Madrid, 1917 -[36]; Obras completas, v. 1 - 13, Madrid, 1946-47; в рус. пер.- Собр. соч., [т. 1 - 2], М., 1912; Древо познания, СПБ, 1912; Сорная трава, М.- Л., 1927; Алая заря, вступ. ст. 3. И. Плавскина, М., 1964.

Лит.: Perez Ferrero М., Pio Baroja en su rincon, Santiago de Chile, 1940; Azогin, Ante Baroja, Zaragoza, 1946; Uribe Echevarria J., Pio Baroja: tecnica, estilo, personajes, Santiago de Chile, 1957.

БАРОХОРИЯ (от греч. baros - тяжесть и сhorёо - иду, продвигаюсь), опадение зрелых плодов и семян под влиянием силы тяжести, т. е. без участия др. факторов. См. Автохоры.

БАРРАЖИРОВАНИЕ (от франц. barrage - заграждение), полёт самолётов (подразделений) истребительной авиации над определённым районом с целью перехвата и уничтожения самолётов и беспилотных средств возд. нападения противника на подступах к прикрываемым войскам (объектам). Перехват из положения Б. является наиболее надёжным способом боевых действий, особенно против скоростных низколетящих возд. целей, но требует применения значит. количества истребительной авиации, т. к. самолёты при Б. эшелонируются по высоте и в глубину. В СССР и ряде др. стран Б. чаще называется дежурство самолётов-истребителей в воздухе.

БАРРАНД (Barrande) Йоахим (11.8.1799, Сог, Франция,- 5.10.1883, Фросдорф, вблизи Вены),палеонтолог и геолог. Окончил Политехническую школу в Париже (1824). С 1831 жил в Чехии. Б. детально изучил нижнепалеозойские отложения Ср. и Зап. Чехии (к-рые впоследствии были названы в его честь бар-рандиеном), выделил в этом разрезе "силурийскую систему" (ордовик - силур современного деления) и разделил её на 4 отдела, 8 ярусов и ряд более дробных подразделений, имеющих специфич. па-леонтологич. характеристику. Собранные им окаменелости (брахиоподы, трилобиты и др.) были описаны в его монографии, состоящей из 24 томов - классич. палеон-тологич. труде 19 в.

Соч.: Systeme silurien du Centre de la Boheme, v. 1 - 8, Prague, 1852 - 94.

БАРРАНКАБЕРМЕХА, Бappанкавермеха (Barrancabermeja), город в Колумбии, порт на р. Магдалене. 78,3 тыс. жит. (1963). Ж.-д. станция. Гл. центр добычи и переработки нефти. Нефтепроводы в порт Картахена (Карибское м.) и Боготу. Нефтехим. пром-стъ. Произ-во стройматериалов.

БАРРАНКИЛЬЯ (Barranquilla), город на С.-З. Колумбии, адм. ц. департамента Атлантике. Гл. морской и речной порт страны на Карибском м., близ устья р. Магдалены. 593,8 тыс. жит. (1968). Аэропорт. Торгово-пром. центр. Перевалка грузов; вывоз кофе, кож, нефтепродуктов. Текстильная, пищевкусовая (муком., табачная и др.), химич., цем., обувная, металлургич., металлообр. пром-сть. Судоверфь. Б. осн. в 1629.

БАРРАНКОСЫ (исп., ед. число - bаrrаnсо), глубокие борозды, прорезающие склоны вулканич. конусов и расходящиеся радиально от кратера к подошве. Образуются вследствие размывающего действия воды, стекающей по склонам.

БАРРАС (Barras) Поль (30.6.1755, Фокс-Анфу,- 29.1.1829, Шайо), деятель Великой французской революции. Дворянин. В сект. 1792 был избран в Конвент; голосовал за смертную казнь короля Людовика XVI. Примкнул к якобинцам. В качестве комиссара Конвента участвовал в подавлении роялистского мятежа в Тулоне (1793). Беспринципный политик и карьерист, постоянно стремившийся к личному обогащению, Б. был одним из организаторов контрреволюц. термидорианского переворота (27-28 июля 1794). В период Директории входил во все её составы. Содействовал выдвижению Наполеона Бонапарта. Тем не менее после переворота 18 брюмера (9-10 ноября 1799) был отстранён от участия в поли-тич. жизни.

С о ч.: Memoires..., [t.] 1 - 4, P., 1895 - 96.

БАРРЕЙРУ (Barreiro), город в Центр. Португалии, в округе Сетубал. 30,4 тыс. жит. (1960). Рыболовецкий порт в эстуарии Тахо. Пром. пригород Лисабона. Обработка пробки, произ-во удобрений, рыбоконсервная пром-сть.

БАРРЕЛЬ (англ. barrel, осн. значение -бочка), мера вместимости и объёма, применяемая в США, Англии и ряде стран, использующих английскую систему мер. В США различают Б. сухой, равный 115,628 дм3, и Б. нефтяной, равный 158,988 дм3. Английский Б. (мера вместимости для сыпучих веществ) равен 163,65 дм3.

БАРРЕМСКИЙ ЯРУС, баррем [по назв. сел. Баррем (Barreme) на Ю.-В. Франции], четвёртый снизу ярус ниж. отдела меловой системы. Установлен в 1891 франц. геологом Коканом. В типовом местонахождении сложен глинистыми известняками с аммонитами, по составу к-рых делится на 4 зоны. Б. я. широко распространён в пределах Альпийской геосинклинальной области. На Русской платформе сложен песчано-глинистыми породами с аммонитами, среди к-рых преобладают представители рода simbirskites.

БАРРЕС (Barres) Морис (19.8.1862, Шарм, Вогезы,-4.12.1923, Нёйи-сюр-Сен), французский писатель. Чл. Франц. академии с 1906. Романы Б. "Под взглядом варваров" (1888), "Свободный человек" (1889),"Сад Беренисы"(1891), составляющие трилогию "Культ я", а также декадентская кн. "О крови, страсти и смерти" (1894) отличались не только мистич. самоанализом, но и шовинизмом. Комедия "День в парламенте" (1894, рус. пер. "Изнанка", 1895) высмеивает парламентаризм. Книга "Враг законов" (1893) содержит реакц. критику социализма. В трилогии "Роман национальной энергии", состоящей из романов "Беспочвенные" (1897), "Призыв к оружию" (1900) и "Их лица" (1902), проводятся расистские идеи. Апологией католицизма проникнут роман "Вдохновенный холм" (1913). Б. пользовался известностью благодаря сарказму по адресу Третьей республики, хотя все его обличения носили резко анти-демократич. характер.

С о ч.: Mes cahiers, t. 1 - 14, P., 1929 - 51.

Лит.: Рыкова Н., Современная французская литература, Л., 1939; История французской литературы, т. 3, М., 1959; Арагон Л., Баррес в наши дни, Собр. соч., т. 10, М., 1961; Lа1оu R., Maurice Barres, P., 1950; Domenach J. -М., Barres par lui-meme, P., 1954; Zarach A., Bibliographic barresienne, 1881 - 1948, P., 1951.

БАРРИ (Barrie) Джеймс (9.5.1860, Кир-римьюр, Шотландия,-19.6.1937, Лондон), шотландский писатель, журналист. Учился в Эдинбургском ун-те. Лит. деятельность начал в 1885. Автор серии повестей из деревенской жизни - "Идиллия Олд Лихта" (1888); романов "Когда человек один" (1888) - из жизни журналистов, "Сентиментальный Томми" (1896) и "Томми и Гретщель" (1900) -на любовно-психологич. темы; автобио-графич. книги "Маргарет Огилвн" (1896). Позднее Б. обратился к драматургии: "Замечательный Крихтон" (1902), "Кволити стрит" (пост. 1902, изд. 1913), "Питер Пан" (1904), "Что знает каждая женщина" (1908), "Мери Роуз" (1920), "Мальчик Дэвид" (1936) и др. Драмы Б. сыграли известную роль в возрождении англ. театра в нач. 20 в.

С о ч.: The works, v. 1 - 14, N. Y., 1929-1931.

Лит.: Asquith С., Portrait of Barrie. N. Y., 1955.

БАРРИКАДА (франц. barricade), искусственное заграждение из брёвен, мешков с песком, камней, деревьев и др. подручных материалов, воздвигаемое поперёк улиц, дорог, у мостов, в горных Проходах и др. Б. применялись в 13 и 14 вв. при обороне Москвы, Рязани, Владимира и др. городов от монголо-татарских полчищ, в 1611 при защите Москвы от польских захватчиков, в 17-18 вв. во время крестьянских войн под руководством Степана Разина и Емельяна Пугачёва. Широко применялись Б. во время восстаний пролетариата в Париже в 1827, 1830, 1832, 1834; Брюсселе в 1830; Лионе в 1834; Праге и Берлине в 1848; Дрездене в 1849. Во время Парижской Коммуны 1871 на баррикадах велись ожесточённые бои. В дни Революции 1905 и Великой Окт. социалистич. революции в России Б. широко пользовался восставший народ для борьбы с царскими войсками. Они были построены на многих улицах Москвы. В Гражд. войне 1918-20 и в Великой Отечеств. войне 1941-45 Б. строились при ведении боевых действий за нек-рые города.

Баррикада на Арбате в Москве во время революционных событий 1905.

A. Г. Жданов.

БАРРИМОР (Barrymore) Джон (наст. фам. Блаит; Blythe) (15.2.1882, Филадельфия,-29.5.1942, Голливуд), американский актёр. Сценич. деятельность начал в 1903 в Чикаго. Крупнейший тра-гич. актёр США 1-й четв. 20 в. Среди его лучших ролей: Фолдер ("Правосудие" Голсуорси, 1916), Протасов ("Живой труп" Толстого, 1918), Ричард III (од-ноим. трагедия Шекспира, 1920). Прославился исполнением роли Гамлета (одноим. трагедия Шекспира, 1922). С 1913 работал также в кино, с сер. 20-х гг. перестал выступать в театре. Б.- наиболее известный представитель театральной семьи Барримор, среди к-рой были актёры Морис и Джорджиана (отец и мать Джона Б.), Лайонел и Этел (брат и сестра).

Мит,: Barrymore L. and Shipp С., We Barrymores, L., 1951; Fowler G., Good night, sweet prince. The life and times of John Barrymore, N. Y., 1944.

БАРРИСТЕР (англ, barrister, от bar -барьер, отделяющий судей от подсудимых), высшее звание адвоката в Англии. Для получения звания Б. необходимо иметь высшее юридическое образование, пройти трёхлетнюю подготовку в одной из адвокатских корпораций (иннов) и сдать экзамены по правовым дисциплинам. Только после этого кандидат становится членом адвокатской корпорации в звании Б. и приобретает право выступать во всех (в том числе и высших) судах. Обычно Б. принимает дела к производству только через посредство солиситора (исключение представляют уголовные дела, к-рые Б. принимает сам). Деление англ. адвокатов на Б. и солиситоров, сложившееся в 13-14 вв., является анахронизмом, что отмечается и в англ. юридич. литературе. Наличие двух категорий адвокатов и связанные с этим особенности ведения дел значительно увеличивают издержки по ведению дела. Б. тесно связаны с правящей верхушкой англ. буржуазии и играют заметную роль в политич. жизни страны. Из числа Б. обычно назначается атторней-генерал, а также судьи высших судов.

М. Ю. Рагинский.

БАРРО (Barrault) Жан Луи (р. 8.9.1910, Везине, деп. Сена и Уаза), французский актёр и режиссёр. Учился на курсах живописи в Луврской школе в Париже. В 1931 поступил в драматич. театр "Ателье", возглавляемый реж. Ш. Дюлленом; одновременно изучал иск-во пантомимы под рук. актёра Э. Декру. В 1940-46 работал в театре "Комеди Франсез", где поставил спектакли: "Федра" Расина (1952), "Атласная туфелька" Клоделя (1943), "Антоний и Клеопатра" Шекспира (1945). В 1946 вместе с женой актрисой М. Рено создал собств. труппу; поставил "Гамлета" Шекспира (1946), "Ночи гнева" Салакру (1946), "Процесс" Кафки (1947), "Вишнёвый сад" Чехова (1954). Исполнил роли Дебюро ("Баптист" Превера), Меркурия, Скапена ("Амфитрион", "Проделки Скапена" Мольера), Трофимова ("Вишнёвый сад"). В 1959-68 возглавлял "Театр де Франс" (Париж); поставил спектакли: "Носороги" Ионеско, "Маленькая госпожа Мольер" Ануя, "О, прекрасные дни" Беккета и др. Б. один из крупнейших совр. франц. актёров и режиссёров. Автор "Размышлений о театре" (1949). С 1935 снимается в кино ("Дети райка", "Забавная драма" и др.).

Соч.: Reflexions sur le theatre, P., 1949.

Лит.: Salacrou A., Portrait de J.-L. Barrault, "Formes et couleurs", Lausanne, 1947, № 5; Тpиоле Э., Жан-Луи Барро, "Театр", 1956, № 4.

БАРРО (Barrot) Одилон (19.7.1791, Вильфор, - 6.8.1873, Буживаль), французский политический и государственный деятель. Адвокат. Участвовал в подготовке Июльской революции 1830. В 30-40-х гг. 19 в. возглавлял умеренно либеральную "династич. оппозицию", требовавшую более широкого привлечения пром. буржуазии к управлению гос-вом. С дек. 1848 по окт. 1849 премьер-мин. Кабинет Б. был первым правительством в президентство Луи Наполеона (см. Наполеон III) и означал приход к власти монархической "партии порядка". В 1849 Б. сыграл большую роль в организации воен. интервенции против Рим. республики. В 1872-73 председатель Государственного совета.

Соч.: Memoires posthumes, t. 1 - 4, P., 1875-76.

Лит.: Маркс К., Классовая борьба во Франции с 1848 по 1850, Маркс К. иЭнгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 7, с. 45; Верморель А., Деятели сорок восьмого года, [пер. с франц.], М.- П., 1923.

БАРРОС АРАНА (Barros Arana) Диего (1830-4.11.1907), чилийский историк и педагог-просветитель. Более 40 лет был профессором ун-та в Сантьяго. Б. А.-представитель либерально-позитивистской школы в чилийской историографии; осн. фактором, обусловливающим обществ. развитие, считал географич. среду и рациональное воспитание новых поколений. Б. А. не видел эксплуатации одного класса другим, в своих трудах игнорировал роль классовой борьбы в истории общества. В то же время выступал против чрезмерных социальных контрастов, за ограничение политич. и экономич. роли помещиков и церкви, резко осуждал по-мещичье-клерикальные диктатуры в Лат. Америке.

С о ч.: Historia general de Chile, v. 1 -16, Santiago, 1884 - 1902; Obras completas, v. 1-16, Santiago, 1908-14. В. И. Ермолаев.

БАРРОУ (Barrow) Исаак (1630, Лондон,-4.5.1677, там же), английский математик, филолог и богослов. Профессор Кембриджского ун-та (1663-69). Учитель И. Ньютона. Автор труда "Оптические и геометрические лекции" (1669-70), в к-ром выступает как один из предшественников И. Ньютона и Г. Лейбница в разработке исчисления бесконечно малых.

Лит.: Osmond P. H., Isaak Barrow, his life and times, L., 1944.

БАРРОУ (Barrow), мыс, самая сев. оконечность Аляски, 71°23' с. ш. и 156О12' з. д.

БАРРОУ (Barrow), пролив в Канадском Арктич. архипелаге, между островами Батерст и Корнуоллис па С., Принца Уэльского и Сомерсет на Ю. Соединяет проливы Ланкастер и Мелвилл. Дл. ок. 306 км; шир. 56-111 км. Глуб. до 200 м. Большую часть года покрыт льдами. Открыт У. Парри в 1819 и назван по имени секретаря (1804-05) Брит. адмиралтейства Дж. Барроу - инициатора возобновления поисков Северо-западного прохода.

БАРРОУ (Barrow), река на Ю.-В. Ирландии, вторая по величине после Шаннона. Дл. 191 км. Берёт начало в горах Слив-Блум, впадает в Атлантич. ок., образуя эстуарий. Питание дождевое. Полноводна весь год. Судоходна. В верхнем течении соединена с Гранд-каналом, идущим от р. Шаннон к г. Дублин.

БАРРОУ, Барроу-ин-Фернесс (Barrow; Barrow-in-Furness), город-графство и порт в Великобритании, в графстве Ланкашир (Англия), на п-ове Фернесс, на берегу Ирландского м. 64 тыс. жит. (1968). Судостроение, в т. ч. произ-во подводных лодок; металлургич. пром-сть.

БАРРЬОС (Barrios) Хусто Руфино (1835, Сан-Лоренсо,- 2.IV.1885, Чаль-чуапа), государственный и политич. деятель Гватемалы. В 1871-73 главнокомандующий армией. В 1873-85 президент. Установив режим диктатуры и подавляя всякую оппозицию, Б. вместе с тем способствовал экономич. развитию страны, добился значит. ослабления влияния церкви и подчинил её гос. контролю. Б. стремился к объединению центр.-амер. стран в конфедерацию. Однако эти планы встретили сопротивление и привели к войне с Сальвадором. В первом же бою Б. потерпел поражение и был убит.

БАРС, леопард [Felis (Pardus) pardus], хищное млекопитающее сем. кошачьих. Дл. тела до 160 см; самцы весят до 75 кг, самки несколько меньше. Тело вытянутое, мускулистое, ноги относительно короткие. Мех густой, пушистый.

[0301-14.jpg]

Окраска жёлтая или рыжая с чёрными пятнами; иногда (в Индии) встречаются чёрные Б. (меланисты). Б. встречается в Африке (отсутствует лишь в Сахаре), в Передней и Юж. Азии; в СССР - на Кавказе (крайне редко), в горах юго-западной и южной Туркмении, в южной части Таджикистана и в Уссурийском крае. Обитает в глухих лесах и в горах. Охотится гл. обр. за копытными (козлы, бараны, олени и др.). Иногда преследует домашних животных (овец, лошадей, собак), а также птиц и грызунов. В Индии изредка встречаются Б., нападающие на людей. Численность на всём ареале неуклонно сокращается. Особенно резко количество Б. уменьшилось в 50 -60-х гг. 20 в. в Африке в связи с модой на пальто из шкур Б. Снижение числа Б. вызвало резкое увеличение количества павианов, сильно вредящих посевам.

Лит.: Млекопитающие Советского Союза, т. 2, ч. 2 (в печати).

БАРСАК (Barsacq) Андре (р. 24.1.1909, Феодосия, Крым), французский режиссёр и художник. В 1924-26 учился в Школе декорационных искусств в Париже. В 1928-30 художник в театре "Ателье", с 1940 возглавляет этот театр. Б. поставил многие произв. рус. драматургии, в т. ч.: "Чайка" (1940), "Три сестры" (1967) Чехова, "Братья Карамазовы" (1946), "Игрок" (1966) по Достоевскому, "Ревизор" Гоголя (1948), "Клоп" Маяковского (1959). Среди др. постановок: "Кнок" Ромена (1938), "Эвридика" (1940), "Антигона" Ануя (1943), "Яйцо" Марсо (1959), "Синее чудовище" Гоцци (1965).Б. развивает прогрессивные устремления основателя "Ателье" Ш. Дюллена, утверждает общественно значимое театральное иск-во. Во мн. своих постановках выступает и как художник. Автор комедии "Агриппа, или Безумный день" (1947, "Ателье"), неск. инсценировок лит. произведений, статей о театре.

БАРСАКЕЛЬМЕС (казах., букв.-пойдёшь, не вернёшься), 1) низменный остров на С.-З. Аральского м. Пл. 133 км2. Осн. массив острова сложен оли-гоценовыми гипсоносными глинами, песчаниками и мергелями. Вые. до 113 м (г. Чайка). Покрыт пустынной растительностью. На острове - Барсакелъмесский заповедник. 2) Шор (солончак) в юго-вост. части плато Устюрт. Расположен на плоском дне бессточной котловины ниже 100 м над ур. м.

БАРСАКЕЛЬМЕССКИЙ ЗАПОВЕДНИК, на острове Барсакельмес в Аральском м. (Казах. ССР). Пл. 18,5 тыс. га. Создан в 1939 для охраны пустынного комплекса и восстановления численности типичных для него животных (сайгака, джейрана, жёлтого суслика, имеющего ценный мех). Реакклиматизирован кулан. Лит.: Заповедники Советского Союза, под ред. А. Г. Банникова, М., 1969.

БАРСАНОВ Георгий Павлович (р. 29.12. 1907, Саратов), советский минералог, доктор геолого-минералогических наук (1948), проф., зав. кафедрой минералогии геологич. ф-та МГУ (с 1953). Директор Минералогич. музея им. А. Е. Ферсмана АН СССР (с 1953). Осн. работы посвящены теоретич. минералогии (классификации минералов, физике минералов, гене-тич. минералогии), а также минералогии редких элементов (ниобия и тантала). Награждён 3 орденами. Его именем назван минерал барсановит.

БАРСАНОВИТ, минерал, хим. формула (Na, Ca)9(Fe,Mn)2 (Zr, Nb)2 [Si3O9]4. Обычно содержит примеси редких земель и стронция. Относится к гр. эвдиалита, но кристаллизуется в моноклинной системе. Образует зернисто-кристаллич. массы от красновато-бурого до желтовато-зелёного цвета. Тв. по минералогич. шкале 4,8-5,0; плотность 3070 кг/м3. Обнаружен в полевошпат-нефелиновых пегматитовых жилах, щелочного комплекса Хибин.

БАРСЕЛОНА (Barcelona), город и порт на С.-В. Испании, на берегу Средиземного м., в междуречье Бесос и Льобрегат. Адм. ц. Каталонии и одноимённой провинции. Второй после Мадрида по числу жителей в стране. Нас. 1,8 млн. чел. (1968, по переписи; 1081,2 тыс. чел. в 1940; 1280,2 тыс. чел. в 1950; 1538,7 тыс. чел. в 1960). Площадь гор. округа Б.- ок. 10 тыс. га.


Исторический очерк. Б., предположительно, основана карфагенянами в 3 в. до н. э. В 877-1137 - столица одноим. графства, объединённого затем с Арагоном. В 13-15 вв. Б. наравне с Генуей и Венецией - важнейший торг, город Средиземноморья. С 17 в. Б. стала центром нац.-освободит, борьбы каталонского народа против исп. абсолютизма; с сер. 19 в. крупнейший центр исп. рабочего движения. В 1870 здесь проходил первый конгресс Исп. секции 1-го Интернационала. В 1909 всеобщая стачка в Б. переросла в вооруж. восстание ("Кровавая неделя" 26-31 июля). В 1918-1920 в Б. происходила острая борьба между рабочими, демократическими силами и силами реакции (всеобщие стачки 1919-20, с одной стороны, белый террор 1920 - с другой). В период Нац.-революц. войны испанского народа 1936-39 Б.-один из её гл. оплотов (с нояб. 1937 по 26 янв. 1939 - врем, столица Исп. республики). В франкистской Испании Б.- один из гл. центров демократич.и рабочего движения (особенно с 50-х гг.). Экономикс - гео-графический очерк. Б. - важный экономич. центр Испании. Узел морских, ж.-д., воздушных и автомобильных сообщений. Порт Б. имеет искусств. гавань (длина причалов 9,5 км). По грузообороту (1965-7,7 млн. т) и судообороту (13,4 тыс. судов) один из крупнейших в Средиземноморье. В Б. сосредоточены важные банки страны. Б.- самый крупный пром. город Испании. В Б. и её провинции концентрируется 85-90/о пром. произ-ва Каталонии. Осн. отрасли: текстильная (крупнейший центр Испании), электро-металлургич., машиностроит. (гл. обр. судо-, авто- и локомотивостроение, станкостроение и др.), химич., электротех-нич., цементная, пищевая, деревообр., кожевенная и др. Торг. центр междунар. значения. Всемирные выставки в 1855 и 1929.

Б. состоит из трёх частей: Старого города, Нового города и быв. пригородов. Над городом господствует возвышенность Тибидабо (532 м). В городе метрополитен (25 км). Пром. пригороды: Сан-Андрее, Грасиа (на С.), Сан-Мартин ("испанский Манчестер"; на Ю.). Ун-т (осн. в 15 в.) и другие высшие уч. заведения. Театр оперы и балета, консерватория. Астро-номич. обсерватория; музеи (историч., археологич., геологич., морской, изящных иск-в, совр. иск-ва и др.); зоосад. де Каталунья, на стыке Старого города, с узкими улицами и домами с плоскими крышами (в р-не порта), и Нового города (юго-зап. часть Б.), с прямоугольными кварталами, широкими озелен. проспектами.

Л. Арменгол.

Архитектура и план про в-ка. Деловой центр города - пл. Пласа Барселона. Центр города.

Барселона. Церковь Саграда Фамилия. Начата в 1884. Архитектор А. Гауди.

Среди мн. сохранившихся архит. памятников: церковь Сан-Пабло дель Кампо (осн. в 10 в., перестроена в 1120; романский фасад 13 в.); готические собор (1298-15 в.), церковь Санта-Мария дель Map (1320-70), биржа (1380-92, пристройки-1763), судебная палата"Аудиенсия" (сер. 15 в.); барочная церковь Нуэстра Сеньора де Белен (1687-1729); дворец Гуэль (1885-89) и церковь Саграда Фамилия (начата в 1884) - оба построены по проекту А. Гауди. Среди новейших сооружений: автомоб. з-д "SEAT" (1954-56, арх. Р. де ла Хойя и др.), здание юридич. ф-та ун-та (1956, арх. Г. Давила и др.), футбольный стадион (1959, арх. Л. Г. Барбон и др.), здание Коллегии архитекторов (1963) с фризом по эскизам П. Пикассо.

Лит.: Ainaud de Lasarte J., La ciudad de Barcelona, t. 1 - 2, Madrid, 1947; Romero L., Barcelona, Barcelona, 1954.

БАРСЕЛОНА (Barcelona), город и речной порт в сев.-вост. Венесуэле; адм. ц. штата Ансоатеги. 53,4 тыс. жит. (1969). Торг. центр с.-х. района (скотоводство, хлопчатник, фасоль, батат). Мясная, кож., хлопкоочистит. пром-сть.

БАРСКАУН, Барской, перевал через хр. Терскей-Алатау в Тянь-Шане в Кирг. ССР. Вые. 3754 м. Через Б. идёт автомоб. дорога из котловины оз. Иссык-Куль во Внутренний Тянь-Шань.

БАРСКАЯ КОНФЕДЕРАЦИЯ, вооруж. союз польск. шляхты, направленный против короля Станислава Понятовского и царской России; создана 29 февр. 1768 в г. Бар (Подолия). Выступала за сохранение привилегий католич. церкви и шляхетских вольностей, против реформ гос. устройства Польши и равноправия хри-стиан-некатоликов с католиками. В Б. к. участвовали также нек-рые патриотич. круги шляхты, выступившие в защиту независимости страны. Борьба конфедератов с войсками короля и царской России продолжалась до 1772. Подавление Б. к. подготовило почву для 1-го раздела Польши (см. Польша, раздел Исторический очерк).

Лит.: Konopczyiiskyi W., Konfederacja Barska, t. 1 - 2, Warsz., 1936 -1938; Иваницкий С. Ф., Первый период Барской конфедерации, "Уч. зап. Ленинградского государственного педагогического института", 1941, т. 45; его же, Польша в половине XVIII в. и возникновение Барской конфедерации, там же, 1939, т. 22.

БАРСКАЯ СПЕСЬ, устаревшее название растения из рода лишние сем. гвоздичных.

БАРСКИЙ Лев Миронович [р. 12(25). 11. 1909, с. Старая Кульная, ныне Одесской обл.], молдавский советский писатель. Чл. КПСС с 1941. В 1940 окончил Лит. ин-т им. М. Горького. Начал печататься в 1931. Опубликовал сб. рассказов "К новой жизни" (1933), повесть "Поворот" (1935), "На берегу Днестра" (1939). Осн. темы произв. Б.- коллективизация с. х-ва, новые отношения между людьми. Автор повестей: "Во Флоренах" (1952) о роли учителя на селе; "Бужоряне" (1954) о трудовых буднях секретаря райкома партии. В 1957 вышел сб. "Пьесы", в 1959 роман "Филологический факультет". Морально-этич. проблемы ставятся в романе "Возвращаются ласточки" (1964).

Соч.: Опере, Кишинэу, 1959; Се ынторк рындунелеле, Кишинэу, 1964; Извоаре, Кишинэу, 1965.

Лит.: Очерк истории молдавской советской литературы, М., 1963. X. Карбу.

БАРСОВ Антон Алексеевич (1730, Москва,-21.1.1791, там же), русский учёный-лингвист и общественный деятель. Акад. Росс. АН (1783), проф. Моск. ун-та (1755). Как лингвист был последователем М. В. Ломоносова. Его гл. труд - "Краткие правила российской грамматики" (1 изд. 1771)-в течение неск. десятилетий служил осн. учебником рус. яз. Б. принадлежит "Обстоятельная российская грамматика" (1783-88, неопуол.). Впервые ввёл в объём синтаксиса учение о предложении, разработал теорию второстепенных членов предложения, теорию сложного предложения и учение о типах предложений.

Лит.: Б у л и ч С. К., Очерк истории языкознания в России, т. 1, СПБ, 1904; Виноградов В. В., Из истории изучения русского синтаксиса, М., 1958.

А. А. Леонтъев.

БАРСОВ Елпидифор Васильевич [1(13). 11.1836, с. Логиново Череповецкого у. Новгородской губернии,- 2.4.1917, Москва], русский фольклорист, исследователь др.-рус. письменности. Окончил Петерб. духовную академию (1861). С 1870 работал библиотекарем и вёл науч. работу в Румянцевском музее. В 1881-1907 секретарь Моск. об-ва истории и древностей российских и редактор его "Чтений". Среди многочисл. науч. трудов Б. выделяются "Причитания Северного края" (ч. 1-3, 1872-86) и незавершённая монография "Слово о полку Игореве как художественный памятник Киевской дружинной Руси" (т. 1-3, 1887-89). Б. издал также: "Пётр Великий в народных преданиях Северного края" (1872), "Северные предания о древнерусских князьях и царях" (1879), "Богатырское слово в списке начала XVII в." (1881). Собрал огромную коллекцию древних рукописей (хранятся в Ист. музее) по истории раскола, много произведений старообрядческой лит-ры, вирши, песна. заговоры и др.

В. В. Барсова.

М. И. Барсуков.

Лит.: Цветаев Д. В., Записка об ученых трудах Е. В. Барсова, М., 1887; Барсов Е. В., [Некролог], "Исторический вестник", 1917, № 7 - 8.

БАРСОВ Николай Павлович [27. 4(9.5).1839, г. Волхов Орловской губ.,-23.11(5.12).1889, Варшава], русский буржуазный историк. В 1861 окончил Петерб. ун-т. В 1872-89 преподавал в Варшавском ун-те, с 1888 проф. этого ун-та. Автор монографий: "Материалы для историко-географического словаря России" (т. 1, 1865), "Очерки русской исторической географии. География Начальной (Несторовой) летописи" (1873, 2 изд. 1885) и др., содержащих значит, фактич. материал по ист. географии Руси 9-14 вв. и истории славян. Б. бывал в славянских странах, где изучал постановку и методику школьного дела, к-ро-му посвятил ряд работ.

БАРСОВА Валерия Владимировна (псевд.; наст. фам. Влади мир о-в а)[1(13).6.1892, Астрахань,-13.12.1967, Сочи], русская советская артистка оперы (лирико-колоратурное сопрано), нар. арт. СССР (1937). Чл. КПСС с 1940. Окончила Московскую консерваторию по классу У. Мазетти (1919); училась также у М.В. Владимировой (сестра Б.). На сцене с 1915. В 1917 выступала в опере С. И. Зимина (Москва). В 1920-48 в Большом театре СССР. В искусстве Б. широкое кантиленное пение рус. вокальной школы сочеталось с виртуозной школой итал. бельканто. Исполнение Б. отличалось искренностью переживаний и артистизмом. Лучшие партии: Людмила и Антони-да ("Руслан и Людмила" и "Иван Сусанин" Глинки), Розина ("Севильский цирюльник" Россини). В 1950-53 преподавала в Моск.консерватории (с 1952 проф.). Была видным общественным деятелем. Деп. Верховного Совета СССР 1-го созыва. Гос. пр. СССР (1941). Награждена орденом Ленина, ордено-м Трудового Красного Знамени и медалями.

Лит.: Поляновский Г. А., В. В. Барсова, М.- Л., 1941; Грошева Е. А., Путь народной артистки. К 60-летию В. Барсовой, "Советская музыка", 1952, N° 10.

БАРСУК (Meles meles), хищное млекопитающее сем. куньих. Дл. тела до 90 см, весит до 30 кг. Окраска спины и боков обычно серебристо-серая; низ тела черноватый; по бокам головы тёмные полосы, тянущиеся от носа к ушам. Распространён в Европе и Азии в смешанных и таёжных лесах, степях, полупустынях. Живёт в подземных норах, к-рые роет по склонам песчаных холмов, оврагов и балок. В сев. районах своего ареала Б. залегает на зимние месяцы в норы (зимний сон), в южных - активен круглый год. Питается растительной и животной пищей: корневищами, ягодами, орехами, грибами, мелкими млекопитающими, лягушками, ящерицами, насекомыми, червями. Мех малоценный; используются волос (для изготовления кистей) и шкура.

[0302-2.jpg]


Лит.: Корнеев О. П., Борсук, Кшв, 1967; Млекопитающие Советского Союза, т. 2, ч. 1, М., 1967.

БАРСУКИ, посёлок гор. типа в Ленинском р-не Тульской обл. РСФСР. Расположен на правом берегу р. Упа, у ж.-д. ст. Некрасове, в 15 км к С.-З. от Тулы. 4,3 тыс. жит. (1968). Добыча флюсового известняка ищебня. 3-д горячего асфальта.

БАРСУКИ БОЛЬШИЕ И МАЛЫЕ, пески Большие Барсуки, пески Малые Барсуки, песчаные пустыни, меридионально вытянутые в виде двух длинных и узких полос к С. от Аральского м. (б. ч. в Актю-бинской обл. Казахской ССР), разделённых полосой коренного рельефа. Большие Б. имеют в длину ок. 200 км, Малые Б.- ок. 100 км. Выс. до 100 м. Сложены гл. обр. песками палеогена и лишь пески С.-З. части массива Большие Барсуки состоят из аллювиальных наносов. Пески местами развеваются, образуя бугры, гряды и барханы. На выровненных пространствах преобладают ксерофитные кустарнички, полыни, солянки и эфемеры; на склонах бугров и гряд - заросли джузгуна, песчаной акации, кустарникового астрагала, кандыма и чингиля. Благодаря хорошей водообеспеченности имеют большое пастбищное значение, особенно летом.

БАРСУКОВ Александр Платонович [4(16).12.1839, с. Ивановка Тамбовской губ.,-15(28).4.1914, Петербург], русский археограф, историк. Из дворян. В 1883 -1909 чл. Археографич. комиссии. Изучал гл. обр. историю рус. дворянства. Автор трудов "Род Шереметевых" (т. 1-8, 1881-1904), "Рассказы из русской истории XVIII в. по архивным документам" (1885), "Обзор источников и литературы русского родословия" (1887) и др. Б. принадлежит публикация "Десятни Пензенского края. 1669-1696" (1897) и справочное пособие "Воеводы Московского государства XVII века" (1897).

Лит.: Шереметев П. С., Памяти А. П. Барсукова, "Русский архив", 1914, №. 8.

БАРСУКОВ Евгений Захарович [16(28). 3.1866-21.1.1957, Москва], советский военный деятель, ген.-майор (1940), доктор воен. наук(1940), действительный член Академии арт. наук (1946). Окончил Александровское воен. училище (1885) и 2 класса Академии Генштаба (1895). С 1899 служил в Гл. арт. управлении. В 1910-15 для поручений при ген.-инспекторе артиллерии и правитель его дел, чл. Арт. к-та и комиссии по преобразованию армии. Одновременно преподавал в Офицерской арт. школе. С янв. 1916 нач. Управления полевого ген.-инспектора артиллерии при Ставке и пред, комиссии по организации тяжёлой артиллерии особого назначения (ТАОН) в чине ген.-майора. После Окт. революции перешёл на сторону Сов. власти и с дек. 1917 нач. Арт. управления при Верх, главнокомандующем. В апр. 1918 инспектор артиллерии Зап. участка завесы, затем в Управлении ТАОН. С 1924 в Управлении по исследованию и использованию опыта войны. Затем на преподават. и научной работе, с 1934 в отставке. Автор трудов по истории артиллерии ("Подготовка России к мировой войне в артиллерийском отношении", 1926; "Русская артиллерия в мировую войну", т. 1-2, 1938-40; "Артиллерия русской армии", т. 1-4, 1948-49); кроме того, переработал и дополнил работу А. А. Маниковского "Боевое снабжение русской армии в мировую войну" (2 изд., 1930).

БАРСУКОВ Иван Платонович [21.4(3.5). 1841, д. Барсуки Тамбовской губ.,-14(27).4. 1906, с. Яринское Калязйн-ского у. Тверской губернии], русский историк, археограф. Из дворян. Автор историко-биографич. трудов: "Иннокентий, митрополит московский и коломенский по сочинениям, письмам и рассказам современников" (1883), "Граф Н. Н. Муравьев-Амурский по его письмам, официальным документам, рассказам современников и печатным источникам" (т. 1-2, 1891). Б. собрал и издал соч. Иннокентия (И. Е. Вениаминова) -"Творения Ишюкентия"(т.1-3,1886-88). В работах Б. много ценных сведений по бытовой, культурной, политич. истории Вост. Сибири, Дальнего Востока, Камчатки, Алеутских о-вов, Аляски и по истории рус. церкви. С. С. Дмитриев.

БАРСУКОВ Михаил Иванович [р.30. 12.1889 (11.1.1890), Москва], один из первых организаторов сов. здравоохранения, историк медицины. Чл. КПСС с марта 1917. В 1914 окончил мед. факультет Моск. ун-та. В окт. 1917 руководитель медико-сан. отдела Военно-рево-люц. комитета Петрогр. совета рабочих и солдатских депутатов. Участник создания пролет. Красного Креста (1918); организатор Всерос. федеративного союза мед. работников (1918). В годы Гражд. войны и воен. интервенции зам. председателя Совета врачебных коллегий, начальник сан. части Вост., Юж., Юго-Зап. фронтов и Зап. воен. округа. В 1923-24 зав. Дальневосточным отделом здравоохранения, в 1924-30 нарком здравоохранения Белорус. ССР. В 1930-39 возглавлял сектор здравоохранения Госплана СССР. В годы Великой Отечеств, войны - начальник фронтовых эвакопунктов Калининского и 1-го Прибалтийского фронтов. С 1945 - на науч. работе. Пред. Всесоюзного науч. историко-мед. об-ва. Осн. труды посвящены истории и теории сов. здравоохранения, истории воен. медицины, Красного Креста. Награждён 2 орденами Ленина, 3 др. орденами, а также медалями. Портрет стр. 19.

Соч.: Великая Октябрьская Социалистическая революция и организация советского здравоохранения, М., 1950 (автореферат).

Лит.:ВасильевК.Г., КанепВ.В., Михаил Иванович Барсуков, в сб.: Из истории медицины, [т.] 7, Рига, 1967, с. 57 - 59.

М. Б. Мирский.

БАРСУКОВ Михаил Михайлович [27. 10(9.11). 1901, д.Сакулино, ныне Калининской обл.,- 22.9.1963, Москва], генерал-полковник артиллерии (1944), Герой Сов. Союза (19 апр. 1945). Чл. КПСС с 1924. В Сов. Армии с 1920. Окончил арт. школу (1923), Академич. курсы усовершенствования комсостава (1931) и курсы усовершенствования высшего начсостава при Арт. академии (1938). Участвовал в сов.-финл. войне 1939-40 в должности нач. артиллерии стрелкового корпуса. Во время Великой Отечеств. войны 1941-45 был нач. артиллерии армии (июнь 1941 -апр. 1943), командиром арт. корпуса прорыва РГК (апр. 1943 - февр. 1944), зам. командующего артиллерией Зап. фронта (февр.- май 1944), командующим артиллерией 3-го Белорус, фронта (с мая 1944). После войны командовал артиллерией воен. округа, с 1946 на ответств. работе в Мин-ве обороны. С 1961 в отставке. Награждён 3 орденами Ленина, 3 орденами Красного Знамени, орденами Суворова 1-й и 2-й степени и медалями.

БАРСУКОВ Николай Платонович [8(20).11.1838, Липецк Тамбовской губ.,-23.11 (6.12).1906, Петербург], русский археограф, библиограф, историк. Из дворян. С 1863 работал в Археографич. комиссии; в 70-х гг.- в архиве Синода, с 1883 заведовал архивом Мин-ва нар. просвещения. Известен как составитель указателей, библиографич. изданий, автор трудов биографич. характера. Опубликовал ряд ценных ист. источников. Осн. место среди работ Б. занимают документальные биографии М. П. Погодина и П. М. Строева ("Жизнь и труды П. М. Строева", 1878; "Жизнь и труды М. П. Погодина", кн. 1-22, 1888-1910), а также самый полный свод отечеств, рус.-славянских житий святых "Источники русской агиографии" (1882).

Лит.: Рудако