загляните на купон-скидку или справочники: окна kbe, окна veka, окна rehau, остекление балкона, остекление лоджии, изготовление окон, монтаж окон, остекление, производство окон, металлопластиковые окна, окна пвх, пластиковые окна, установка окон, стеклопакеты и евроокна.



ВСЁ О СТРОИТЕЛЬСТВЕ, ЖЕЛЕЗОБЕТОНЕ, БЕТОНЕ, АРХИТЕКТУРЕ И НЕ ТОЛЬКО...:
ОПРЕДЕЛЕНИЯ:

АСФАЛЬТИРОВАНИЕ, устройство асфальтобетонных покрытий на автомобильных дорогах, улицах, аэродромах и т. п. путём укладки и уплотнения асфальтобетонной смеси по предварительно подготовленному основанию. В зависимости от назначения покрытия асфальтобетонную смесь (асфальтобетон) укладывают в один или два слоя на основание из щебня, гравия (нежёсткое основание) или бетона (жёсткое основание). Нижний слой толщиной 4-5 см устраивают из крупно- или среднезерни-стой смеси с остаточной пористостью 5-10% ; верхний слой толщиной 3-4 см-из средне- или мелкозернистой смеси (остаточная пористость 3-5%). При тяжёлых нагрузках и интенсивном движении транспорта покрытия устраивают 3-4-слойными общей толщиной 12-15 см. АСФАЛЬТИРОВАНИЕ начинается с очистки основания от пыли и грязи механич. дорожными щётками и поливомоечными машинами, исправления неровностей основания, обработки его поверхности жидким битумом или битумной эмульсией. Асфальтобетонная смесь приготовляется в асфальтобетоно-смесителях на стационарных или полустационарных заводах (установках), доставляется на место автомобилями-самосвалами и загружается в приёмный бункер асфалътобетоноукладчика, к-рый укладывает, разравнивает и предварительно уплотняет смесь. Окончат. уплотнение осуществляется катками дорожными. .


КОММУНАЛЬНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО, отрасль строительства, занятая сооружением объектов, связанных с обслуживанием жителей городов, посёлков городского типа, районных сельских центров и населённых пунктов сельской местности. В числе этих объектов: системы водоснабжения и канализации с очистными сооружениями и сетями; сооружения городского электрического транспорта с путевым, энергетическим хозяйством, депо и ремонтными предприятиями; сети газоснабжения и теплоснабжения с распределительными пунктами, районными и квартальными котельными; электрические сети и устройства напряжением ниже 35 кв; гостиницы; городские гидротехнические сооружения; объекты внешнего благоустройства населённых мест, озеленения, дороги, мосты, путепроводы, ливнестоки; предприятия санитарной очистки, мусороперерабатывающие и др. Планомерное развитие КОММУНАЛЬНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА в СССР началось ещё в 1-й пятилетке и осуществлялось нарастающими темпами до начала Великой Отечеств, войны 1941-45. В годы 4-й пятилетки (1946-50) проводились работы по восстановлению объектов коммунального назначения, разрушенных во время нем.-фаш. оккупации. В последующие годы КОММУНАЛЬНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО велось высокими темпами в связи с бурным развитием промышленности, культуры, увеличением численности городов и посёлков городского типа .
ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО, теория и практика планировки и застройки городов (см. Город). ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО определяют социальный строй, уровень развития производственных сил, науки и культуры, природно-климатичие условия и национальные особенности страны. ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО охватывает сложный комплекс социально-экономических, строительно-технических, архитектурно-художественных, а также санитарно-гигиенических проблем. Общим для ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО досоциалистических формаций является большее или меньшее влияние на него частной собственности на землю и недвижимое имущество..
ЗЕЛЁНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО, составная часть современного градостроительства. Городские парки, сады, скверы, бульвары, загородные парки (лесопарки, лугопарки, гидропарки, исторические, этнографические, мемориальные), национальные парки, народные парки, тесно связанные с планировочной структурой города, являются необходимым элементом общегородского ландшафта. Они способствуют образованию благоприятной в санитарно-гигиеническом отношении среды, частично определяют функциональную организацию городских территорий, служат местами массового отдыха трудящихся и содействуют художественной выразительности архитектурых ансамблей. При разработке проектов садов и парков учитывают динамику роста деревьев, состояние и расцветку их крон в зависимости от времени года.

Главная страница
Поиск по сайту
Оглавление страниц

Объяснение слов: словарь, справочник, информация. Строительство, экономика, промышленность - все сферы жизни: от А до Г, от Г до П и от П до Я

я к 16 в. Первыми трудами по Б. являются книги итальянца Н. Тартальи "Новая наука" (1537) и "Вопросы и открытия, относящиеся к артиллерийской стрельбе" (1546). В 17 в. фундаментальные принципы внеш. Б. были установлены Г. Галилеем, разработавшим параболич. теорию движения снарядов, итальянцем Э. Тор-ричелли и французом М. Мерсенном, который предложил назвать науку о движении снарядов баллистикой (1644). И. Ньютон провёл первые исследования о движении снаряда с учётом сопротивления воздуха - "Математические начала натуральной философии" (1687). В 17-18 вв. исследованием движения снарядов занимались: голландец X. Гюйгенс, француз П. Вариньон, швейцарец Д. Бернулли, англичанин Б. Робине, русский учёный Л. Эйлер и др. Экспериментальные и теоретические основы внутренней Б. заложены в 18 в. в трудах Робинса, Ч. Хеттона, Бернулли и др. В 19 в. были установлены законы сопротивления воздуха (законы Н. В. Маиев-ского, Н. А. Забудского, Гаврский закон, закон А. Ф. Сиаччи). В нач. 20 в. дано точное решение осн. задачи внутр. Б.- работы Н. Ф. Дроздова (1903, 1910), исследовались вопросы горения пороха в неизменном объёме - работы И. П.Граве (1904) и давления пороховых газов в канале ствола - работы Н. А. Забудского (1904, 1914), а также француза П. Шарбонье и итальянца Д. Бианки. В СССР большой вклад в дальнейшее развитие Б. внесён учёными Комиссии особых арт. опытов (КОСАРТОП) в 1918-26. В этот период В. М. Трофимовым, А. Н. Крыловым, Д. А. Вент-целем, В. В. Мечниковым, Г. В. Оппо-ковым, Б. Н. Окуневым и др. выполнен ряд работ по совершенствованию методов расчёта траектории, разработке теории поправок и по изучению вращательного движения снаряда. Исследования Н. Е. Жуковского и С. А. Чаплыгина по аэродинамике арт. снарядов легли в основу работ Е. А. Беркалова и др. по совершенствованию формы снарядов и увеличению дальности их полёта. В. С. Пугачёв впервые решил общую задачу о движении арт. снаряда.

Важную роль в решении проблем внутр. Б. играли исследования Трофимова, Дроздова и И. П. Граве, написавшего в 1932-38 наиболее полный курс теоретич. внутр. Б. Значит. вклад в развитие методов оценки и баллистического исследования арт. систем и в решение спец.задач внутр. Б. внесли М. Е. Серебряков, В. Е. Слухоцкий, Б. Н. Оку пев, а из иностр. авторов - П. Шарбонье, Ж. Сюго и др.

В период Великой Отечественной войны 1941-45 под руководством С. А. Хри-стиановича проведены теоретич. и эксперимент. работы по повышению кучности реактивных снарядов. В послевоенное время эти работы продолжались; исследовались также вопросы повышения начальных скоростей снарядов, установления новых законов сопротивления воздуха, повышения живучести ствола, развития методов баллистич. проектирования. Значительное развитие получили работы по исследованию периода последействия (В. Е. Слухоцкий и др.) и развитию методов Б. для решения спец. задач (гладкоствольные системы, активнореак-тивные снаряды и др.), задач внеш. и внутр. Б. применительно к реактивным снарядам, дальнейшего совершенствования методики баллистич. исследований, связанных с использованием ЭВМ.

Лит.: Граве И. П., Внутренняя баллистика. Пиродинамика, в. 1 - 4, Л., 1933 - 37; Серебряков М. Е., Внутренняя баллистика ствольных систем и пороховых ракет, М., 1962 (библ.); Корнер Д., Внутренняя баллистика орудий, пер. с англ., М., 1953; Шапиро Я. М., Внешняя баллистика, М., 1946.

Ю. В. Чуев, К. Л. Николаев.

БАЛЛИСТИКА СУДЕБНАЯ, раздел криминалистики, изучающий технич. вопросы, возникающие при расследовании преступлений, связанных с применением (а также с ношением, хранением, изготовлением, сбытом) огнестрельного оружия и боеприпасов к нему. Объектами изучения Б. с. являются: ручное огнестрельное оружие и его части, боеприпасы (использованные, неиспользованные, части боеприпасов), следы выстрела (следы снаряда) - пробоины, царапины, вмятины, следы близкого выстрела (механич. и термич. воздействие пороховых газов, пламени, отложения копоти, металлов, несгоревщих порошинок, продуктов смазки ствола). Б. с. определяет род, вид и систему огнестрельного оружия, его исправность и пригодность к стрельбе, идентифицирует конкретный экземпляр использованного оружия по стреляным пулям и гильзам, обнаруженным на месте происшествия; определяет виды боеприпасов и их частей, направление и дистанцию выстрела и т. д. Всё это устанавливается судебно-баллистич. экспертизой.

При проведении исследований в области Б. с. используются методы, основанные на новейших достижениях химии и физики: микроскопия, фотография (микрофотография), рентгенография, гаммаграфия, эмиссионный спектральный анализ, исследования в инфракрасных лучах, ультрафиолетовых лучах и др.

Ю. Г. Корухов.

БАЛЛИСТИТЫ, баллистные пороха, один из типов бездымного пороха, состоящий из нитратов целлюлозы (обычно коллоксилина), пластифицированных жидкими нитроэфирами (часто в смеси с др. взрывчатыми веществами). Обычный состав Б.: 50-60% коллоксилина и 25-40% нитроглицерина (нитроглицериновые пороха), диэти-ленгликольдинитрата (дигликолевые пороха) или их смеси. Кроме того, в состав Б. вводят ароматич. нитросоедине-ния (напр., динитротолуол), стабилизаторы (напр., централит), а также вазелин, камфору и др. добавки. Б., применяемыев качестве твёрдого ракетного топлива, часто содержат ок. 10% порошкообразного алюминия или магния, увеличивающих теплоту сгорания пороха, а также катализаторы горения (соли или окислы металлов). Высокая прочность порохового зерна, необходимая для устойчивого, относительно медленного сгорания Б. в канале ствола или ракетной камере, достигается сравнительно большим содержанием коллоксилина.

Б. изготовляют смешением составных частей пороха в виде взвеси в горячей воде ("варка" пороховой массы), после чего воду отжимают и влажную пороховую массу многократно пропускают через горячие вальцы, превращая её в пороховое "полотно", из к-рого прессованием, экструзией или каландрованием изготовляют так наз. пороховые элементы - пластинки, ленты, "вермишель", трубки с одним или несколькими каналами и т. п. Технология Б. позволяет легко получать для ракетных двигателей цилиндрич. заряды ("шашки") больших (до 1 м в диаметре) размеров. Преимуществом Б. является также их высокая теплота сгорания (до 5-6 Мдж/кг, или 1200- 1400 ккал/кг), обусловленная содержанием нитроглицерина и алюминия или магния. Б. применяют в огнестрельном оружии (миномётах, артиллерийских орудиях и др.) и в качестве твёрдого ракетного топлива. Предложены в 1888 А. Нобелем.

Лит. см. при ст. Пороха.

Б. Н. Кондриков.

БАЛЛИСТИЧЕСКАЯ КАМЕРА, фото-графич. камера на азимутальном штативе для фотографирования летящих снарядов и ракет с целью изучения их траекторий. Применяется также для фотографирования искусств. спутников Земли на фоне звёздного неба. Название "Б.к." применяется иногда и к фотографич. камерам, сконструированным специально для наблюдений спутников. См. ст. Спутниковая фотокамера и лит. при ней.

БАЛЛИСТИЧЕСКАЯ РАКЕТА, ракета, полёт к-рой происходит по баллистич. траектории. Б. р., в отличие от крылатой ракеты, не имеет несущих поверхностей, предназначенных для создания аэродина-мич. подъёмной силы при полёте в атмосфере. В нек-рых случаях Б. р. снабжаются стабилизаторами для обеспечения аэродинамич.устойчивости в полёте. К Б.р. относятся ракеты боевые различных типов (включая межконтинентальные), ракеты-носители и космические ракеты.

БАЛЛИСТИЧЕСКИЙ МЕТОД ЭЛЕКТРОИЗМЕРЕНИИ, метод определения значений физ. величин посредством измерения пропорционального им кол-ва электричества (при кратковрем. импульсе тока). Значение измеренного кол-ва электричества фиксируется по первому наибольшему отклонению (т. н. баллистич. отбросу) подвижной части (стрелки) измерит. прибора (баллистического гальванометра, флюксметра и др.). Б. м. э. используют при измерениях гл. обр. магнитных величин (потока, индукции, напряжённости поля), характеристик ферромагнетиков (магнитных проницаемости и вязкости, намагниченности и т. д.), индуктивности, ёмкости и др.

БАЛЛИСТИЧЕСКИЙ СПУСК, спуск в атмосфере космич. летательного аппарата, обладающего нулевым аэродинамич. качеством (отношение подъёмной силы к силе лобового сопротивления летат. аппарата). Траектория Б. с. для заданных характеристик космич. летат. аппарата и известных с определ. точностью параметров атмосферы рассчитывается заранее; исходя из этой траектории, выбирают место и угол входа космич. летат. аппарата в атмосферу, обеспечивающие его посадку в заданный район поверхности планеты (см. Космический летательный аппарат, Космонавтика).

БАЛЛИСТОКАРДИОГРАФИЯ (от греч. ballo - бросаю, kardia - сердце и graphо - пишу), метод исследования механических проявлений сердечной деятельности, выражающихся в смещениях тела человека. Состоит в регистрации этих смещений, вызванных "отдачей" при сокращении сердца и выбросе крови в аорту и лёгочную артерию и движением крови по сосудистому руслу. Б. получила распространение в мед. исследованиях начиная с 1939, после работ амер. исследователя А. Старра с сотрудниками. Для Б. используют спец. приборы, как правило, приставки к электрокардиографам (см. Электрокардиография) - б а л л и с т о к а р д и о г р а ф ы . Различают два типа баллистокардиографов: непрямые, регистрирующие перемещение подвижного стола, на к-ром находится исследуемый (движение стола вызывается смещением тела под влиянием выброса крови), и прямые, регистрирующие непосредственные движения тела. Баллистокардиографы состоят из механич. части, воспринимающей движения исследуемого, преобразователя, превращающего эти механич. движения в электрич. энергию, и электронной части, усиливающей полученные от преобразователя электрич. явления и регистрирующей их. В непрямых баллистокардиографах механич. частью является подвижный стол, на котором располагается исследуемый, в прямых - датчик, накладываемый на любой участок тела (чаще голени), с помощью к-рого можно регистрировать смещение этого участка тела. Возникающая при движениях этого участка сила фотоэлектрического или индукционного тока записывается. В зависимости от частотной характеристики различают баллистокардиографы ультранизкочастотные (собств. частота 0,25 и 0,5 гц), низкочастотные (1-4 гм,) и высокочастотные (15-30 гц). Обычно регистрируют смещения тела вдоль продольной его оси. Возможно также регистрировать скорость и ускорение перемещений тела, возникающих в результате сердечной деятельности. Движения записываются в виде кривой - б а л л и с т о к а р д и о г р а м м ы (БКГ). На этой кривой различают волны, или зубцы, обозначаемые буквами лат. алфавита от Н до О. Волны H, I, J, К возникают во время сокращения желудочков (систолы), L и след.- во время расслабления сердечной мышцы (диастолы). По изменению БКГ судят о состоянии сократительной функции миокарда и функции сердечно-сосудистой системы в целом. Изменения баллистокардиограммы указывают на нарушения сердечной деятельности, но не позволяют установить диагноз.

Лит.: Баевский Р. М., Основы практической баллистокардиографии, М., 1962; Парин В. В., Баллистокардиогра-фия, в кн.: Современные методы исследования функций сердечно-сосудистой системы, М., 1963: Starr I., Noordengraaf A., Ballistocardiography in cardiovascular research, Amsterdam, 1967.

E. Б. Бабский, В. А. Фролов.

БАЛЛОД Пётр Давыдович [1(13).12.1839, Лиелмуйжская волость Рижского у.,- 22.1.1918, Благовещенск], русский революционер. Сын латышского крестьянина. В 1856-58 учился в Медико-хирур-гич. академии, затем в Петерб. ун-те, откуда был исключён за участие в студенческих волнениях 1861. Был связан с революционными кружками, устроил в 1862 нелегальную типографию, где перепечатывал прокламации, издал прокламацию П. С. Мошкалова "Русское правительство под покровительством Шедо-Ферроти" (псевдоним царского агента Ф. И. Фиркса, оклеветавшего А. И. Герцена), а также собирался издать статью Д. И. Писарева на ту же тему. Арестован в июне 1862, в 1864 осуждён на каторгу и вечное поселение в Сибири. Несколько лет провёл вместе с Н. Г. Чернышевским на Александровском з-де. Позднее работал в сиб. золотопром-сти. Участвовал в создании прогрессивной газ. "Амурский край". В 1905-06 в Благовещенске руководил кружком по изучению "Капитала" К. Маркса.

Лит.: Валескалн П. И., Революционный демократ П. Д. Баллод, Рига, 1957 (приложены произв. Б. и мемуарные источники).

БАЛЛОН (франц. ballon, от итал. pallo-пе - мяч), 1) колба электровакуумного (или ионного) прибора, внутри которой создан вакуум (или она заполнена инертным газом, парами ртути) и размещены электроды; изготовляется из стекла, металла, керамики или из их композиций. 2) Оболочка (сосуд) для хранения газа, изготовленная из резины или прорезиненной ткани (под атм. давлением) или из стали [под давлением до 100 Мн/м2 (1000 кгс/см2)]. Такие Б. имеют опознават. окраску: для кислорода - голубую, для водорода - тёмно-зелёную с двумя красными полосами и т. д. 3) Камеры, подушки и подкладки из резины или прорезиненной ткани, наполняемые воздухом под давлением выше атмосферного; служат амортизац. устройствами. 4) Оболочка из прорезин. х.-б. ткани или полимерного материала (майлар и др.), наполняемая газами легче воздуха; применяется в аэростатах, дирижаблях и др. 5) Стеклянный сосуд с отверстием, закрываемым пробкой, ёмкостью неск. л; предназначается для хранения (перевозки) жидкостей.

БАЛЛОННАЯ АСТРОНОМИЯ, название, принятое для астрономических наблюдений со свободно летящих в атмосфере аэростатов. Возникновение Б. а. связано со стремлением исключить влияние нижних слоев земной атмосферы, ограничивающих разрешающую способность телескопов, и расширить исследуемый диапазон за счёт инфракрасного излучения, поглощаемого при наблюдениях с поверхности Земли парами воды. В Б. а. пользуются телескопами диаметром до 1 м, работающими на высотах до 27-30 км. Исследуются гл. обр. Солнце и планеты. В СССР работы в области Б. а. ведутся с 1966.

Г. А. Лейкин.

БАЛЛОННАЯ МАТЕРИЯ, гибкий газо-и водонепроницаемый материал, применяемый для изготовления оболочек дирижаблей и аэростатов, надувных плотов и лодок, пневматич. строительных конструкций, мягких резервуаров и др. Силовым элементом Б. м. является ткань из природных, синтетич. или искусственных волокон, покрытая полимерной (чаще всего резиновой) плёнкой, обеспечивающей газо- и водонепроницаемость. По числу текстильных слоев Б. м. разделяют на одно-, двух- и многослойные. В зависимости от расположения нитей основы (параллельно друг другу или под углом 45-60°) двух- и многослойные Б. м. бывают параллельно или диаго-нально дублированными. Последние обладают более высоким сопротивлением разрыву.

Лит.: Лепетов В. А., Резиновые технические изделия, М.- Л., 1965.

БАЛЛОТИРОВАНИЕ (нем. ballotieren, от итал. ballottare- выбирать шарами, от ballotta - шар), вид голосования, обычно при избрании на к.-л. должность. Осуществляется подачей голосов в закрытом порядке. Первоначально производилось путём опускания белых и чёрных шаров - баллов (отсюда термин) в специальную урну. Иногда термин "Б." используется для обозначения любого вида голосования.

БАЛМАШЁВ Степан Валерианович [3( 15 ).4.1881 ,Пинега Архангельской губ.,- 3(16).5.1902, Петербург], эсер, студент Казанского, а затем Киевского ун-тов. В янв. 1901 был арестован в числе 183 студентов Киевского ун-та за участие в студенческой забастовке и отдан в солдаты. Вернувшись осенью 1901, вновь поступил в Киевский ун-т, где сблизился с эсерами и вступил в их боевую организацию. 2 апр. 1902 в знак протеста против правительств, репрессий застрелил в Мариинском дворце в Петербурге мин. внутр. дел Д. С. Сипягина. Повешен в Шлиссельбургской крепости.

БАЛОБАН (Falco cherrug), хищная птица сем. соколиных. Длина тела до 60 см, крылья в размахе до 130 см. Окраска оперения на спинной стороне тела серовато-бурая, на брюшной - белая с бурыми или чёрными пестринами. Гнездится в степной и лесостепной полосе и в горах Юго-Вост. Европы и Азии. Зимует в юж. частях ареала, а также в Индии и Африке. Наиболее характерен для мест, где участки леса чередуются с открытыми пространствами. Добычу Б. бьёт на лету, но может хватать и с земли. Пищей служат птицы, суслики и мелкие полевые грызуны; истреблением последних Б. приносит пользу. Б. дрессируют для охоты за средними и крупными птицами, за зайцами и даже за джейранами.

БАЛОДИС Андрей Мартынович (р. 24.3.1908, Вецумниекская волость Бау-ского у.), латышский советский поэт, засл. деятель культуры Латв. ССР (1958). Чл. КПСС с 1940. Участник подпольного революц. движения. Провёл ок. 10 лет в тюрьмах бурж. Латвии (до 1939). Печататься начал в 1924. Революц. стихи Б. ранних лет собраны в книге "Ветры в окне" (1955). В начале Отечеств. войны добровольцем ушёл на фронт. В 1943 в Кирове издан сб. стихов Б. на рус. яз. "Ты любишь Родину" В 1948-63 Б.- редактор журн. "Карогс" ("Знамя").

Опубл. сб-ки "В лучах борьбы и побед" (1945), "Сеятели жизни" (1948), "От всего сердца" (1950), "Пусть пушки молчат" (1951), "Крылатые годы" (1958; Гос. пр. Латв. ССР, 1959, рус. пер. 1960), "Зрелость" (1963), "Река времени" (1968). Стихи Б. проникнуты патриотизмом, идеями борьбы за мир. Награждён 2 орденами и медалями.

Лит.: Очерк истории латышской советской литературы, Рига, 1957. В. А. Вавере

БАЛОДИС (Баллод) Карл (20.6.1864, поместье Билстини Рижского у.,- 13.1.1931, Рига), латышский экономист. Учился в Юрьевском (Тартуском) ун-те (1884-87), изучал теологию, естествознание, географию. В 1893-95 был пастором на Урале (г. Златоуст). Затем выехал в Германию, изучал вопросы нар. х-ва и статистику. С 1905 проф. Берлинского ун-та. Во время 1-й мировой войны 1914-18 советник Воен. мин-ва Германии, по заданию к-poro разработал систему продовольств. карточек. В 1919 вернулся в Латвию и работал проф. Рижского ун-та (политич. экономия, конкретная экономика, экономич. география). Занимался статистикой и демографией. В 1898 под псевд. Атлантикус опубликовал в Германии книгу "Государство будущего", 2 нем. изд., 1919, в рус. пер.- "Взгляд в государство будущего", 1906, и "Государство будущего", 1920, с послесловием Н. Л. Мещерякова, в к-рой с помощью статистики пытался доказать, что в Германии возможно создать социа-листич. общество мирным путём, без революции. В работах по экономике Латвии критиковал капитализм с мелкобуржуазных позиций.

БАЛОЖИ, посёлок гор. типа в Рижском р-не Латв. ССР. Расположен в 10 км к Ю. от Риги. 2 тыс. жит. (1968). Добыча торфа. Произ-во машин для торфяной пром-сти.

БАЛОЗИ, народ в Африке; см. Баротсе.

БАЛОЧНЫЙ МОСТ, мост с пролётными строениями, осн. несущими конструкциями к-рых служат балки или балочные фермы, работающие на изгиб. Различают: разрезные балочные пролётные строения, опирающиеся (каждое по концам) на 2 опоры, и неразрезные - на 3 и более опор. Б. м. могут иметь гл. балки сплошного сечения или сквозные гл. фермы. Пролётные строения Б. м. выполняют из стали, железобетона или дерева. Мосты с балками сплошного сечения обычно имеют пролётные строения с ездой поверху. В мостах со сквозными фермами пролётные строения часто делают с ездой понизу. В совр. мостостроении Б. м. наиболее распространены. См. также Мосты.

Н. Н.Богданов.

БАЛОЧНЫЙ РЕЛЬЕФ, тип рельефа, характерными формами к-рого являются овраги и балки. См. Овражно-балочный рельеф.

БАЛТА (Balta), пойма Дуная в Румынии, между гг. Джурджу и Галац. Характеризуется лабиринтом рукавов и много-числ. озёрами; наиболее выражена от Кэлэрати до Брэилы (между обоими рукавами Дуная). Покрыта зарослями тростника и камыша, на песчаных грядах (гриндах) - заросли ивы, тополя.

Слово "Б." стало нарицательным для обозначения заболоченных пойм и плавней по долинам и других рек, особенно на терр. Молд. ССР и Румынии.

БАЛТА, город, центр Балтского р-на Одесской обл. УССР. Расположен на р. Кодыма (басе. Юж. Буга), в 8 км от ж.-д. ст. Балта. Узел автомоб. дорог. 21 тыс. жит. (1968). Мебельный комбинат, меховая, швейная ф-ки, маелосыродельный и обозный з-ды. Произ-во стройматериалов. Пед. училище. С 1797 Б.- уездный город.

БАЛТАКИС Альгимантас (р. 15.2.1930, дер. Страздишкис Утянского у.), литовский советский поэт. Окончил историко-филологический факультет Вильнюсского ун-та (1954). Печататься начал в 1952. Опубл. сб-ки стихов: "Когда моросит дождик" (1955), "Чёртов мост" (1957), "Четыре струны" (1959), "Маленькие поэмы" (1963), "Подземные реки" (1965), "Шагающая гора" (1967).

Соч.: Keturios stygos, Vilnius, 1959; в рус. пер.- Разговор с землей, Л., 1958; Чертов мост, М., 1961; Высокий потолок, М., 1965. В. Кубилюс.

БАЛТИ, народность в Сев. Индии и Пакистане. Населяет т. н. Балтистан (район слияния pp. Шайок и Шигар с р. Инд). Числ. св. 200 тыс. чел. (1967, оценка). Язык - балти, относится к тибетской группе китайско-тибетской семьи языков. По религии Б.- мусульмане шиитского толка, есть и буддисты. По языку и фи-зич. типу Б. родственны тибетцам, но экономически и культурно теснее связаны с народами Сев. Индии. Осн. занятия Б.- земледелие, садоводство и отгонное скотоводство.

Лит.: Народы Южной Азии, М., 1963; W. R. L., Baltistan and its people, "Kashmir", 1957, March, v. 7, № 3.

БАЛТИЙСК (до 1946-П и л л а у), город в Калининградской обл. РСФСР. Расположен на Балтийской косе; аванпорт Калининграда (соединён с ним морским каналом). Ж.-д. ст. в 48 км к 3. от Калининграда. 17 тыс. жителей (1967). Музей Балтийского флота. Б. осн. в 1686.

БАЛТИЙСКАЯ ГРЯДА, полоса грядово-холмистого моренного рельефа, расположенная вдоль берега Балтийского м. Протягивается от Дании (В. Ютландии) через ФРГ, ГДР, Польшу в зап. районы СССР до р. Зап. Двина (нек-рые исследователи считают, что Б. г. в пределах СССР доходит до Финского зал.). Общая протяжённость ок. 1500 км, шир. 80-90 км. Выс. 200-300 м. Широко представлены конечные морены, озы, друмлины. В котловинах между холмами - многочисленные озёра (наиболее крупные - Мюриц, Снярдвы, Мамры). Характерны широколиственные и смешанные леса. Б. г. разделена долинами рек на отдельные возвышенности: Мек-ленбургское озёрное плато, Поморское поозёрье, Мазурское поозёрье. Большая часть форм рельефа Б. г. возникла во время верхнеплейстоценового оледенения. С юга Б. г. окаймлена зандровыми равнинами и прадолинами, с С.- равнинами основной морены.

БАЛТИЙСКИЕ ПРОЛИВЫ (междуна-родноправовой режим). Б. п.- Большой и Малый Бельты и Эресунн (Зунд), единственный водный путь, соединяющий Балтийское м. с Северным м. и Атлантическим океаном. Совр. режим Б. п. учитывает особый правовой статус их вод как вод междунар. проливов, являющихся одновременно территориальными водами Дании. Плавание через Б. п. регулируется междунар. конвенциями и спец. правилами, издаваемыми Данией. Копенгагенский трактат, заключённый в 1857 между Данией и гос-вами, суда к-рых регулярно пользуются Б. п. (в т. ч. и Россия), устанавливает полную свободу торгового судоходства через проливы, без взимания к.-л. сборов. Порядок прохода воен. кораблей определён в "Правилах доступа иностранных воен. кораблей и самолётов в датские районы в мирных условиях", принятых Данией в 1951. Для прохода военных кораблей через Малый Бельт необходимо предварительное уведомление дипломатич. путём за 8 сут. Проход через Большой Бельт и Эресунн в основном свободен: уведомление требуется лишь в том случае, если проход длится более 48 ч или если проходит одновременно более 3 кораблей. Подводные лодки проходят Б. п. только в надводном положении. Будучи участницей НАТО, Дания не распространяет эти ограничения на других членов этого воен. блока.

Вопрос о режиме Б. п. и, в частности, о закрытии их для военно-морских сил неприбрежных гос-в имеет важное значение для укрепления безопасности и мира в этом районе Европы.

Лит.: Бараболя П. Д., Иващенко Л. А., Колесник Д. Н., Международно-правовой режим важнейших проливов и каналов, М., 1965; Курс международного права, т. 3, М., 1967; Военно-морской международно-правовой справочник, М., 1966. Д. Н. Колесник.

БАЛТИЙСКИЕ ЯЗЫКИ, самостоятельная ветвь индоевроп. семьи языков. К Б. я. относятся совр. латышский яз. (основного населения Латв. ССР) и литовский яз. (основного населения Литов. ССР), а также мёртвый др.-прусский яз. (коренного населения Вост. Пруссии, истреблённого или искусственно онемеченного уже к концу 17 в.). Существовали и бесписьменные Б. я., упоминаемые в рус. летописях: языки ятвягов и голяди, кур-шей (куров, или куронов). Происхождение Б. я. и их отношение к слав. языкам, с к-рыми у них много общего в лексике и грамматике, представляют собой сложную проблему.

Начало изучению Б. я. положено нем. учёными А. Шлейхером, А. Лескином, Ю. Нессельманом. Позднее много сделали рус. учёные Ф. Ф. Фортунатов, Г. К. Ульянов, В. К. Поржезинский; литовские - Ф. Куршат, К. Буга; латышский-Я. Эндзелин; немецкие-Ф. Шпехт, Э. Френкель и др. Большое значение для изучения Б. я. имела работа собирателей-фольклористов (латыш К. Барон и др.), лит. деятелей (литовец И. Яблонский и др.). Диалектологич. материал собирали в конце 19 в. А. Барановский, А. Би-ленштейн, К. Явнис и др.

Лит.: Топоров В. Н., Балтийские языки, в кн.: Языки народов СССР. Индоевропейские языки, М., 1966; Е n d z е-lins J., Baltu valodu skanas un formas, Riga, 1948; Fraenkel E., Die baltischen. Sprachen, Hdlb., 1950.

БАЛТИЙСКИЙ ФЛОТ, высшее оперативное объединение, часть ВМФ СССР. Был создан в ходе Северной войны 1700-21 по замыслу и под руководством Петра I. Первые боевые корабли для Б. ф. строились в 1702-03 в устье р. Сясь на Ладожском оз. и на р. Свирь. В октябре 1702 гребная флотилия участвовала во взятии крепости Нотебург (позднее Шлиссельбург, ныне Петрокре-пость). Первой эскадрой Б. ф. командовал вице-адм. К. Крюйс, а всем Б. ф. в 1723-26 ген.-адм. Ф. М. Апраксин. В 1703 была заложена база Б. ф.- Кроншлот (позднее Кронштадт). С 1704 началось строительство Адмиралтейской верфи в Петербурге, ставшей центром кораблестроения в России. Первыми русскими кораблестроителями были мастера Ф. М. Скляев, Г. Меншиков, И. Рам-берг. Подготовка офицерских кадров для Б. ф. была организована в 1701 в Москве в Навигацкой школе (перенесена в 1715 в Петербург под наименованием Академии мор. гвардии, с 1752 - Мор. кадетский корпус). В 1724 Б. ф. имел 141 парусный боевой корабль и неск. сот гребных судов. Во время Сев. войны при содействии Б. ф. были взяты Выборг, Ревель (Таллин), Рига, Моонзундские о-ва, Гельсингфорс и Або. На море Б. ф. одержал победы при Гангуте (1714), Эзеле (1719) и Гренгаме (1720). Флот подходил к берегам Швеции, высаживал десанты, уничтожал гарнизоны крепостей. В результате Сев. войны Россия стала крупной мор. державой.

В Семилетнюю войну 1756-63 эскадра Б. ф. содействовала армии в её операциях в Померании, при взятии Мемеля (1757) и Кольберга (1761), осуществляла блокаду прол. Зунд для недопущения англ. флота в Балтику. Напряжённая междунар. обстановка в Европе во 2-й пол. 18 в. потребовала значит. увеличения Б. ф. В 1775-1800 было построено 50 лин. кораблей, 31 фрегат, 168 бомбар-дирских и вспомогательных, 362 гребных судна.

В рус.-тур. войнах 2-й пол. 18 - нач. 19 вв. Б. ф. решал важные стратегич. задачи. Эскадры Б. ф. неоднократно совершали походы в Средиземное м. (см. Архипелагские экспедиции русского флота) для отвлечения сил противника с Придунайского и Черноморского театров, для воен. действий и содействия грекам и сербам в их освободит. борьбе. Турецкий флот был разгромлен кораблями Б. ф. в Чесменском бою 1770, Дар-данелльском сражении 1807, Афонском сражении 1807 и Наваринском сражении 1827. Во время рус.-швед. войн 18 в. Б. ф. активно оборонял побережье Балтики и сорвал попытки шведов захватить Кронштадт и Петербург, разгромив швед. флот при Гогланде (1788), Роченсальме (1789), Ревеле и Выборге (1790).

Экономич. отсталость России и частые войны не позволили ей ко времени Крымской войны 1853-56 создать паровой флот. Б. ф. к началу войны имел лишь 11 пароходов-фрегатов против 42 колёсных и винтовых англ. и франц. боевых кораблей. Однако Б. ф. героически защищал побережье и не допустил захвата Гангута, Свеаборга и Петербурга. Во время войны на Балтике были впервые применены мины заграждения, изобретённые русским учёным Б. С. Якоби. С 1861 началось строительство парового броненосного флота (канонерская лодка "Опыт"), а в 1869 был заложен первый в мире башенный мореходный броненосец "Пётр Великий". К концу 19 в. Б. ф. имел в своём составе св. 250 совр. кораблей всех классов. Первой броненосной эскадрой Б. ф. командовал выдающийся учёный и флотоводец адм. Г. И. Бутаков. Была изменена организация Б. ф.: в 1860 воен. порты разделены на главные (Кронштадт, Петербург) и 2-го разряда (Ревель, Свеа-борг); в 1891 экипаж Б. ф. разделён на 2 дивизии. Вскоре введена должность гл. командира флота и портов и нач. мор. обороны Балтийского м., с сер. 1908 - начальник морских сил Балтийского м., а с 1909-начальник действующего флота Балтийского м.

Важное место в истории Б. ф. занимают экспедиции, науч. открытия и изобретения. Большой вклад в мировую географическую науку внесли экспедиции И. Ф. Крузенштерна, Ю. Ф. Лисянского, Ф. Ф. Беллинсгаузена, М. П. Лазарева, О. Е. Коцебу, Ф. П. Литке, Г. И. Невельского и др. На Б. ф. начали свою деятельность учёные и кораблестроители адм. А. А. Попов, адм. С. О. Макаров, судостроители П. А. Титов, акад. А. Н. Крылов, создатель одного из первых в мире самолётов А. Ф. Можайский, изобретатель радио А. С. Попов, создатели подводных лодок С. К. Джевецкий, И. Г. Бубнов, Н. Н. Беклемишев и первого в мире подводного минного заградителя М. П. Налётов.

В 19 в. на Б. ф. зарождается революционное движение. В восстании декабристов участвовал гвард. экипаж. В 1902-03 под влиянием ленинской "Искры" на Б. ф. появляются первые с.-д. кружки. Балтийцы активно участвовали в Революции 1905-07 (восстания в Ли-баве, Свеаборге, Кронштадте, Ревеле, Риге, Гельсингфорсе).

Во время рус.-япон. войны 1904-05 для усиления флота на Д. Востоке из разнотипных, частью новых, не освоенных ещё, а частью уже устаревших кораблей Б. ф. была наспех сформирована 2-я Тихоокеанская, а затем и 3-я Тихоокеанская эскадры, к-рые совершили беспримерный в истории вс-йн переход броненосных кораблей из Балт. м. в Японское в очень сложных условиях, но были разгромлены в Цусимском сражении 1905. С 1909 началось восстановление Б. ф. К нач. 1-й мировой войны 1914-18 Б. ф. имел 4 линкора, 6 броненосных и 4 лёгких крейсера, 13 эсминцев, 50 миноносцев, 6 минных заградителей, 13 подводных лодок, 6 канонерских лодок и др. Во время войны Б. ф. пополнился 4 новыми линкорами, а также эсминцами и подводными лодками. Б. ф. систематически проводил активные миннозагра-дит. операции у берегов противника и на его мор. коммуникациях. Б. ф. проявил высокое искусство в создании минно-арт. позиций и не допустил прорыва нем. флота в Финский зал. Противник потерял 53 боевых и 49 вспомогательных кораблей, Б. ф. потерял 36 боевых кораблей. В 1914-17 Б. ф. командовали адм. Н. О. Эссен (с 1909), вице-адм. В. А. Канин, вице-адм. А. И. Непенин, вице-адм. А. С. Максимов, контр-адм. Д.Н.Вердеревский, контр-адм. А. В. Развозов.

В 1915 в Кронштадте был создан центр большевистской организации Б. ф.- Гл. судовой к-т РСДРЛ(б) во главе с И. Д. Сладковым, Т. И. Ульянцевым, Н. А. Ховриным. Во время Февр. революции 1917 балтийцы перешли на сторону восставшего народа. Б. ф. находился под сильным влиянием большевиков (к лету 1917 их было на Б. ф. св. 12 тыс. чел.). 30 апр. был создан Центр. к-т Б. ф.- Центробалт. В сент.- окт. Б. ф. героически сражался с нем. флотом в Моонзундской операции 1917, защищая подступы к революц. Петрограду. Балтийцы вместе с рабочими-красногвардейцами Петрограда составили решающую ударную силу Окт. вооруж. восстания. После победы Окт. революции балтийцы активно участвовали в Гражд. войне, они составили боевое ядро сов. воен.-мор. сил на различных мор. и речных театрах. До 20 тыс. балтийцев сражалось на сухопутных фронтах. В февр.- мае 1918 гл. силы Б. ф. совершили героич. Ледовый поход Балтийского флота 1918 из Ревеля в Гельсингфорс, а затем в Кронштадт, чтобы спасти Б. ф. от захвата немцами. Б. ф. (командующий А. П. Зеленой, чл. РВС А. В. Баранов, В. И. Зоф, Ф. С. Аверичкин) активно участвовал в обороне Петрограда в 1919, потопив 18 и повредив 16 кораблей англ. интервентов.

В 1920 Совет труда и обороны принял решение об укреплении Б. ф., на флот было возвращено св. 700 коммунистов - старых моряков. В 1928 Б. ф. был награждён орденом Красного Знамени. В течение предвоен. пятилеток Б. ф. пополнился десятками новейших кораблей, самолётами мор. авиации, дальнобойными орудиями береговой обороны. В 30-х гг. он увился базой создания Сев. и Тихоокеанского флотов. Во время сов.-финл. войны 1939-40 Б. ф. оказывал содействие войскам Ленинградского фронта в наступлении на Карельском перешейке и занял острова Гогланд, Ла-венсари, Сескар. В 1922-41 Б. ф. командовали: М.Б.Викторов, И. К. Кожанов, А. К. Векман, Л. М. Галлер, А. К. Сивков, И.С.Исаков, Г. И. Левченко, В. Ф. Трибуц.

К нач. Великой Отечеств. войны 1941-45 Б. ф. имел 2 линкора, 2 крейсера, 2 лидера эсминцев, 19 эсминцев, 65 подводных лодок, 48 торпедных катеров и др. корабли, 656 самолётов. Во время войны Б. ф. (командующий вице-адм. Трибуц) во взаимодействии с армией в 1941 оборонял Ханко, Таллин и Моонзундские о-ва, в 1941-43 активно участвовал в героич. обороне Ленинграда, а в 1944-45 в разгроме нем.-фаш. войск под Ленинградом, в Прибалтике, в Вост. Пруссии и Вост. Померании. Десятки тысяч моряков Б. ф. сражались на сухопутном фронте в морских бригадах. За время войны авиация, подводные и надводные корабли и береговая артиллерия Б. ф. уничтожили 581 боевой и вспо-могат. корабль, 624 транспорта тоннажем (брутто) ок. 1,6 млн. т. Св. 100 тыс. балтийцев были награждены орденами и медалями, 137 чел. удостоены звания Героя Сов. Союза.

17 мая 1954 Кронштадтская воен.-мор. крепость была награждена орденом Красного Знамени, 7 мая 1965 Краснознамённый Б. ф. был вторично награждён орденом Красного Знамени. После войны Б. ф. командовали адмиралы Г. И. Левченко, В. А. Андреев, А. Г. Головко, Ф. В. Зозуля, Н. М. Харламов, В. А. Касатонов, А. Е. Орёл, В. В. Михайлин (с 1965).

В наст. время Б. ф. в результате новых достижений в технике и вооружении состоит из совр. боевых кораблей. Подводные и надводные корабли, авиация и береговые ракетные части Б. ф. бдительно защищают мор. рубежи Сов. Родины и вместе с др. флотами обеспечивают её государственные интересы на морях и океанах.

Лит.: Веселаго Ф. Ф., Краткая история русского флота, М.- Л., 1939; Флот в первой мировой войне, т. 1, М., 1964; А ч к а с о в В. И., В а и н е р Б. А., Краснознамённый Балтийский флот в Великой Отечественной войне, М., 1957; Балтийский флот. Исторический очерк. М., 1960; Боевой путь Советского Военно-Морского Флота, 2 изд., М., 1967. Ю.А.Пантелеев.

БАЛТИЙСКИЙ ЩИТ, крупное структурное поднятие сев.-зап. части Восточно-Европейской платформы, где на поверхность выступает её докембрийский складчатый фундамент, а породы более молодого осадочного чехла почти полностью отсутствуют. Занимает территорию Карел. АССР, Мурманской и частично Ленинградской обл. СССР, терр. Финляндии и Швеции. Глубоко метаморфизованные и сложно дислоцированные докембрийские породы фундамента, пронизанные интрузиями кислого и осн. состава, подразделяются на ряд разновозрастных комплексов, к-рые слагают различные по времени заложения докембрийские складчатые системы. Архейские гнейсы, кристаллич. сланцы и интрузии (беломорский, Кольский и др. комплексы) имеют абс. возраст от 3500 до 2700-2500 млн. лет. Широко развиты более молодые карельский и свекофеннский комплексы протерозоя, образующие складчатые системы каре-лид и свекофеннид, формирование которых завершилось 1850 - 1750 млн. лет назад. Развиты также граниты-рапакиви (1640-1620 млн. лет). На небольших площадях распространены верхнепротерозойские породы иотния (1400-1300 млн. лет), залегающие как платформенный чехол.

На Б. щ. имеются месторождения жел. руд (Кируна, р-ны Гренгесберга в Швеции, Оленегорска, Ковдора в СССР), медно-никелевых руд (Мончетундра, Печенгский р-н в СССР); с палеозойскими щелочными интрузиями связаны месторождения апатита (Хибины в СССР).

Лит.: Кратц К. О., Мангуссон Н., Симонен А., Хольте-даль О., Балтийский щит, в кн.: Тектоника Европы, М., 1964; Кратц К. О., Герлинг Э. К., Лобач-Жученко С. Б., Геохронология докембрия Балтийского щита, в кн.: Геология докембрия, Л., 1968 (Международный геологический конгресс. XXIII сессия. Доклады советских геологов. Проблема 4). М. Ф. Микунов.

БАЛТИЙСКОЕ ЛЕДНИКОВОЕ ОЗЕPO, озеро, располагавшееся на месте совр. Балтийского моря в позднеледни-ковое время.

На С. и С.-З. ограничивалось отступающим материковым ледником, на 3.- сушей в районе нынешних Датских проливов и Ю. Швеции. См. также Балтийское море.

БАЛТИЙСКОЕ МОРЕ (позднелат. mare Balticum), у древних славян - Варяжское море. (Карту см. на вклейке к стр. 584.)

Физико-географический очерк. О б-щие сведения. Б. м. - средиземное (внутриматериковое) море Атлантического ок., глубоко вдаётся в материк Европы. Соединяется с Северным м. проливами Эресунн (Зунд), Б. и М. Бельты, Каттегат и Скагеррак. Омывает берега СССР, ПНР, ГДР, ФРГ, Дании, Швеции и Финляндии. Морская граница Б. м. проходит по юж. входам проливов Эресунн, Б. и М. Бельты. Пл. 386 тыс. км2. Ср. глуб. 71 м. Ср. объём воды 22 тыс. км3. Берега Б. м. на Ю. и Ю.-В. преим. низменные, песчаные, лагунного типа; со стороны суши - дюны, покрытые лесом, со стороны моря - песчаные и галечные пляжи. На С. берега высокие, скалистые, преим. шхерного типа. Береговая линия сильно изрезана, образует многочисл. заливы и бухты.

Наиболее крупные заливы: Ботнический (по физ.-географич. условиям является морем), Финский, Рижский, Курш-ский, Гданьская бухта, Щецинский и др.

Балтийское море. 1. Пролив Большой Бельт. 2. Побережье в районе г. Зеленоградска в Калининградской обл. РСФСР. 3. Берег близ посёлка Роя в Латвийской ССР.4. Берег датского острова Борнхольм.

Острова Б. м. материкового происхождения. Много небольших скалистых островков - шхер, расположенных вдоль сев. берегов и сосредоточенных в группах Васийских и Аландских о-вов. Наиболее крупные о-ва: Готланд, Борнхольм, Са-рема, Муху, Хиума, Эланд, Рюген и др. В Б. м. впадает большое кол-во рек, наиболее крупные из к-рых Нева, Зап. Двина, Неман, Висла, Одра и др.

Геологическое строение и рельеф дна. Б. м.- неглубокое шельфовое море. Преобладают глубины 40-100 м. Наиболее мелководными р-на-ми являются проливы Каттегат (ср. глуб. 28м), Эресунн, Б. и М.Бельты, вост. части Финского и Ботнич. заливов и Рижский залив. Эти участки дна моря имеют выровненный аккумулятивный рельеф и хорошо развитый покров рыхлых отложений. Большая же часть дна Б. м. характеризуется сильно расчленённым рельефом, имеются относительно глубокие котловины: Готландская (249 м), Борнхольмская (96 м), в прол. Сёдра-Кваркен (244 м) и наиболее глубокая - Ландсортсьюпет к Ю .от Стокгольма (459 м). Многочисленны каменные гряды, в центр. части моря прослежены уступы - продолжения кембрийско-ордовикского (от сев. берега Эстонии к сев. оконечности о. Эланд) и силурийского глин-тов, подводные долины, затопленные морем ледниково-аккумулятивные формы рельефа.

Б. м. занимает депрессию тектонич. происхождения, являющуюся структурным элементом Балтийского щита и его склона. Согласно современным представлениям, осн. неровности дна моря обусловлены блоковой тектоникой и структурно-денудационными процессами. Последним, в частности, обязаны своим происхождением подводные уступы глинтов. Сев. часть дна моря сложена преим. докембрийскими породами, перекрытыми прерывистым покровом ледниковых и новейших морских отложений.

В центр. части моря дно сложено породами силура и девона, скрывающимися к Ю. под толщей ледниковых и морских осадков значит. мощности.

Наличие подводных речных долин и отсутствие под толщей ледниковых отложений морских осадков свидетельствуют о том, что в предледниковое время на месте Б. м. была суша. В течение по крайней мере последней ледниковой эпохи впадина Б. м. была полностью занята льдом. Только около 13 тыс. лет назад произошло соединение с океаном, и морские воды заполнили впадину; образовалось Иольдиевое море (по моллюску Joldia). Фазе Иольдиевого моря неск. раньше (15 тыс. лет назад) предшествовала фаза Балтийского ледникового озера, ещё не сообщавшегося с морем. Ок. 9-7,5 тыс. лет назад в результате тектонич. поднятия в Центр. Швеции связь Иольдиевого м. с океаном прекратилась, и Б. м. снова стало озером. Эта фаза развития Б. м. известна под названием Анцилового озера (по моллюску Ancylus). Новое опускание суши в районе совр. Датских проливов, происшедшее ок. 7- 7,5 тыс. лет назад, и обширная трансгрессия привели к возобновлению связи с океаном и образованию Литоринового моря. Уровень последнего моря был на неск. м выше современного, а солёность больше. Отложения литориновой трансгрессии широко известны на совр. побережье Б. м. Вековое поднятие в сев. части бассейна Б. м. продолжается и теперь, достигая на С. Ботнического зал. 1 м за сто лет и постепенно уменьшаясь к югу.

К л и м а т Б. м. морской умеренный, находится под сильным влиянием Ат-лантич. ок. Характеризуется сравнительно небольшими годовыми колебаниями темп-ры, частыми осадками, довольно равномерно распределяющимися в течение года, и туманами в холодный и переходные сезоны. В течение года преобладают ветры зап. направлений, к-рые связаны с циклонами, приходящими с Атлантич. ок. Циклонич. деятельность достигает наибольшей интенсивности в осенне-зимние месяцы. В это время циклоны сопровождаются сильными ветрами, частыми штормами и вызывают большие подъёмы уровня воды у побережья. В летние месяцы циклоны ослабевают и их повторяемость уменьшается. Вторжение антициклонов сопровождается ветрами вост. направлений.

Растянутость Б. м. на 12° по меридиану определяет заметные различия клима-тич. условий отдельных его районов. Ср. темп-pa воздуха юж. части Б. м.: в январе-1,1°С, в июле 17,5°С; средней части: в январе -2,3°С, июле 16,5°С; Финского зал.: в январе -5°С, в июле 17°С; сев. части Ботнического зал.: в январе -10,3°С, в июле 15,6°С. Облачность летом ок. 60% , зимой более 80%. Ср. год. кол-во осадков на С. ок. 500 мм, на Ю. св. 600 мм, а в отдельных р-нах до 1000 мм. Наибольшее число дней с туманами падает на юж. и среднюю часть Б. м., где оно в среднем доходит до 59 дней в году, наименьшее - на С. Ботнического зал. (до 22 дней в году).

Г и д р о л о г и ч е с к и е у с л ов и я Б. м. определяются в основном его климатом, избытком пресных вод и водообменом с Северным м. Избыток пресных вод, равный 472 км3 в год, образуется за счёт материкового стока. Количество воды, поступающей в осадках (172,0 км3 в год), равно испарению. Водообмен с Северным м. в среднем составляет 1659 км3 в год (солёная вода 1187 км3 в год, пресная - 472 км3 в год). Пресная вода стоковым течением уходит из Б. м. в Северное м., солёная- глубинным течением поступает через проливы из Северного м. в Б. м. Сильные зап. ветры обычно вызывают приток, а вост. ветры - сток воды из Б. м. через все сечения проливов Эресунн, Б. и М. Бельты.

Течения Б. м. образуют круговорот против часовой стрелки. Вдоль юж. берега течение направлено на В., вдоль восточного - на С., вдоль западного - на Ю. и у сев. берега - на 3. Скорость этих течений колеблется от 5 до 20 м/сек. Под влиянием ветров течения могут менять направление и их скорость вблизи берегов может достигать 80 см/сек и более, а в открытой части - 30 см/сек.

Темп-pa воды на поверхности в августе составляет в Финском зал. 15°С, 17°С; в Ботническом зал. 9°С, 13°С и в центр, части моря 14°С, 18°С, а на Ю. достигает 20°С. В феврале - марте темп-pa в открытой части моря 1°С, 3°С, в Ботническом, Финском, Рижском и др. заливах и бухтах ниже 0°С. Солёность поверхностной воды быстро уменьшается по мере удаления от проливов от 11°/оо до 6-8°/оо (Woo-0,1%) в центр. части моря. В Ботническом заливе она равна 4-5°/оо (на С. залива 2°/00), в Финском заливе 3-6°/оо (в вершине залива 2°/оо и меньше). В глубинном и придонном слоях воды темп-pa 5°С и более, солёность меняется от 16°/оо на 3. до 12-13°/оо в центр. части и 10 °/оо на С. моря. В годы увеличения притока вод солёность повышается на 3. до 20°/оо, в центр. части моря до 14-15°/оо, а в годы уменьшения притока она падает в ср. части моря до 11°/оо.

Лёд появляется обычно в начале ноября на С. Ботнического зал. и достигает наибольшего распространения в начале марта. В это время значит. часть Рижского, Финского и Ботнич. заливов покрыта неподвижным льдом. Центр. часть моря обычно свободна ото льдов.

Количество льдов в Б. м. меняется от года к году. В исключительно суровые зимы почти всё море покрывается льдом, в мягкие - только заливы. Сев. часть Ботнического зал. покрыта льдом 210 дней в году, ср. часть - 185 дней; Рижский залив - 80-90 дней, Датские проливы - 16-45 дней.

Уровень Б. м. подвержен колебаниям под влиянием изменений направления ветров, атм. давления (поступательно-стоячие длинные волны, сейши), притока речных вод и вод Северного м. Период этих изменений меняется от нескольких ч до нескольких сут. Быстро сменяющиеся циклоны вызывают колебания уровня до 0,5 м и более у берегов открытого моря и до 1,5-3 м в вершинах бухт и заливов. Особенно большие подъёмы воды, являющиеся, как правило, следствием наложения ветрового нагона на гребень длинной волны, бывают в Невской губе. Наибольший подъём воды в Ленинграде отмечен в ноябре 1824 (ок. 410 см) и в сентябре 1924 (369 см).

Колебания уровня, связанные с приливами, крайне невелики. Приливы имеют неправильный полусуточный, неправильный суточный и суточный характер. Их размер меняется от 4 см (Клайпеда) до 10 см (Финский зал.).

Фауна Б. м. бедна видами, но богата количественно. В Б. м. обитают солоно-ватоводная раса атлантич. сельди (салака), балтийская килька, а также треска, камбала, лосось, угорь, корюшка, ряпушка, сиг, окунь. Из млекопитающих - балтийский тюлень. В Б. м. ведётся интенсивный рыбный промысел.

История исследования. Русские гидрографические и картографические работы начались в Финском зал. в нач. 18 в. В 1738 Ф. И. Соймонов издал атлас Б. м., составленный по рус. и иностр. источникам. В сер. 18 в. многолетние исследования в Б. м. проводил А. И. Нагаев, к-рый составил подробную лоцию. Первые глубоководные гидрологич. исследования в сер. 1880-х гг. были выполнены С. О. Макаровым. С 1920 проводились гидрологич. работы Гидрографич. управлением, Гос. гидрологич. ин-том, а после Отечеств. войны 1941-45 были развёрнуты широкие комплексные исследования под руководством Ленинградского отделения Гос. океанографич. ин-та СССР. Ю. Д. Михайлов, О. К. Леонтъев.

Исторический очерк. В истории народов Европы Б. м. с древнейших времён играло большую роль. В раннее средневековье гл. роль в торговле и мореплавании по Б. м. принадлежала скандинавам (варягам, отсюда др.-слав. назв. Б. м.- Варяжское м.), славянам, с конца 10-11 вв. всё более активизировалось нем. купечество. Крупнейшими центрами раннесредневековой балт. торговли были: Хедебю (на Ютландском п-ове), Бирка (на оз. Меларен), Висбю (на о. Готланд), неск. позднее - Сигтуна, Шлезвиг, Волин, Новгород, Гданьск и др. Наступление в 12-13 вв. нем., дат. и швед. феодалов в Прибалтике, захват юго-вост. побережья Б. м. Тевтонским орденом нанесли серьёзный удар по позициям слав. гос-в на Б. м. С 13-14 вв. господствующую роль в балт. торговле стала играть северогерм. Ганза и её гл. центр - Любек (особенно после победоносной войны Ганзы против Дании, к-рой принадлежало до этого господство над торг. путём между Северным и Б. м.). Значение Б. м. как гл. водной артерии, по к-рой осуществлялись контакты между Вост. и Зап. Европой (на С. материка), стало особенно велико в 16-17 вв. в связи с возрастанием роли торговли в экономике и политике европ. гос-в. Между вост.-европ. державами развернулась борьба за гегемонию на Б. м. ("Do-minium maris Baltici" на лат. яз., дипло-матич. яз. того времени), игравшая крупнейшую роль в общеевроп. и региональных конфликтах того времени - в Ливонской войне 1558-83 (являвшейся со стороны Рус. гос-ва важным этапом борьбы за выход к Б. м.), в многочисленных дат.-швед. и польско-швед. войнах и в Тридцатилетней войне 1618-48 . В результате этих войн с сер. 17 в. утвердилась швед. гегемония на Б. м. Победа России над Швецией в Северной войне 1700-21 обеспечила России выход к Б. м. и её гегемонию в Вост. Прибалтике. Россия овладела вост. побережьем Б. м. с важнейшими портами Ревель (Таллин), Нарва, Рига, крепостью Выборг и др.; основанный в 1703 Петербург стал вскоре гл. внешнеторг. портом страны на Б. м., Кронштадт-гл. воен.-морской крепостью и гл. базой впервые созданного рус. Балтийского флота. С кон. 19 в. на Б. м. значительно усилились позиции Германии, создавшей здесь сильный воен.-мор. флот и ряд воен.-мор. баз и соорудившей (1886-95) Кильский канал, к-рый соединил Балт. и Сев. м. Положение изменилось после поражения Германии в 1-й мировой войне (следствием чего было, в частности, уничтожение осн. сил герм. воен.-мор. флота и ограничение мор. вооружений Германии). После захвата власти национал-социалистами (1933) герм. империализм при пособничестве зап. держав (англо-германское морское соглашение 1935 и др.) стремился возродить воен.-мор. флот на Б. м. Разгром фаш. Германии во 2-й мировой войне, усиление позиций СССР на Б. м., создание ПНР и ГДР коренным образом изменили соотношение сил и всю обстановку на Б. м. в пользу социалистич. стран. Экономико-географический очерк. Хоз. значение Б. м. определяется его центр. положением по отношению к расположенным на его берегах экономически развитым гос-вам -СССР, Польше, ГДР, ФРГ, Дании, Швеции, Финляндии. В этих странах (СССР рассматривается в составе прилегающих к Б. м. областей РСФСР и союзных республик-Эстонии, Латвии и Литвы) проживает около 140 млн. чел. и производится около 15% мировой пром. продукции. Б. м. для СССР служит кратчайшим выходом из районов Центра, Запада и Северо-Запада на мировые морские пути Атлантического ок.; по Б. м. осуществляются большие каботажные перевозки, в т. ч. перевозки из портов Чёрного м.; на побережье Б. м. расположены базы советского экспедиционного рыболовного флота, ведущего промысел в Атлантич. ок. Через Б. м. проходит б. ч. внешней торговли Польши, ГДР, Швеции, Дании и подавляющая часть экспорта и импорта Финляндии. В грузообороте Б. м. преобладают нефтепродукты (из портов СССР и со стороны Атлантического ок.), уголь (из Польши, СССР), лесоматериалы (из Финляндии, Швеции, СССР), целлюлоза и бумага (из Швеции и Финляндии), железная руда (из Швеции); важную роль в грузообороте играют также машины и оборудование, крупными производителями и потребителями к-рых являются все страны, расположенные на берегах и в бассейне Б. м. Выход из Б. м. в Атлантический ок.- через пролив Эресунн, принадлежащий к терр. водам Швеции и Дании, и через Кильский канал, имеющий международный статут. Крупнейшие порты Б. м.: Ленинград, Таллин, Рига, Калининград (СССР), Гданьск, Гдыня, Щецин (Польша), Росток - Варнемюнде (ГДР), Любек, Киль (ФРГ), Копенгаген (Дания), Мальме, Стокгольм, Сундс-валль, Лулео (Швеция), Турку, Хельсинки, Котка (Финляндия).

Через Б. м. имеется паромное сообщение: Копенгаген - Мальме, Трелле-борг - Засниц (ж.-д. паромы), Норте-лье - Турку (автопаром) и др.

Совр. военно-политич. положение района Б. м. характеризуется, с одной стороны, попыткой империалистич. кругов превратить Б. м. в один из плацдармов НАТО (в зап. части Б. м., в частности на территории ФРГ и Дании, расположены военно-воздушные и морские базы НАТО) и, с другой,- стремлением прогрессивных сил превратить Б. м. в зону мира.

М. Н. Соколов.

Лит.: Бетин В. В., Ледовые условия в районе Балтийского моря и на подходах к нему и их многолетние изменения, "Тр. Государственного океанографического ин-та", 1957, в. 41; Гидрохимический режим Балтийского моря, Л., 1965; Е г о р ь-ева А. В., Балтийское море, М., 1961; Зенкевич Л. А., Биология морей СССР, М., 1963; Соскин И. М., Многолетние изменения гидрологических характеристик Балтийского моря, Л., 1963. См. также лит. при ст. Балтийский флот.

БАЛТИЙСКО-ЛАДОЖСКИЙ УСТУП, см. Глинт.

БАЛТИМОР (Baltimore), город в США, в штате Мэриленд, при впадении р. Па-тапско в Чесапикский зал. 2 млн. жит. (1969, с пригородами). Б. осн. в 1682; назван по имени лорда Сесила Балтимора, основателя первой колонии на р. Потомак. Один из крупнейших мор. портов страны (грузооборот 28 млн. т в 1966); ввоз руд и концентратов металлов, продуктов тропич. земледелия, нефти; вывоз угля, пром. изделий. Узел жел. и автодорог, 2 аэропорта. Крупный пром. центр. Вырос в связи с удобством использования угля близлежащего Аппалачско-го кам.-уг. бассейна и наличием импортного сырья. В обрабат. пром-сти (базируется часто на импортном сырье) занято 208 тыс. чел. (1969). Преобладает тяжёлая индустрия, гл. отрасль - чёрная металлургия; на мысе Спарроус-Пойнт - крупный (на 2-м месте в США) металлургич. комбинат "Бетлехем стил корпорейшен". Цветная металлургия (особенно выплавка и рафинирование меди). Электротехника, радиоэлектронная, авиаракетная, хим. пром-сть. Судостроит. верфи. Пищевая пром-сть работает как на привозном (сахаро-рафинадная и др.), так и на местном (консервная) сырье. Ун-ты: Мэрилендский, Джона Хопкинса, консерватория (ин-т Пибоди), музей иск-в, картинная галерея Уолтерса.

М. Е. Половицкая.

БАЛТОЙИ-ВОКЕ, посёлок гор. типа в Эйшишкском р-не Литов. ССР. Расположен на Ю.-В. республики, на р. Мяркис (басс. Нямунаса), в 16 км к 3. от ж.-д. ст. Яшюнай (на линии Вильнюс - Барановичи). 1,2 тыс. жит. (1968). Торфопредприятие.

БАЛТОРО, Салторо, ледник в хр. Каракорум, к Ю.-В. от г. Чогори. Дл. ок. 62 км, пл. ок. 775 км2. Спускается по юж. склону хребта несколькими языками в сторону долины р. Щайок (прав. приток Инда) до выс. ок. 3500 м. Над Б. поднимаются отдельные свободные от льда вершины.

БАЛТРАМАЙТИС Сильвестрас (21.10. 1841, Манкишкяй, ныне Радвилишк-ский р-н Литовской ССР,- ок. 1918, Петроград), литовский библиограф и этнограф. В 1869 поступил в Петерб. публичную библиотеку, где проработал ок. 50 лет, занимаясь подготовкой библио-графич. изданий. Осн. труд - "Сборник библиографических материалов для географии, истории, истории права, статистики и этнографии Литвы" (1904, с приложением списка литовских и древне-прусских книг, изданных с 1533 по 1903).

Лит.: Zukas V., S. Baltramaicio kras-totyros bibliografijos darbu vertinimas ir II dalies paruosimas, в кн.: Bibliotekininkystes ir bibliografijos klausimai, t. 1, Vilnius, 1961.

БАЛТРУШАЙТИС Юргис Казимирович [20.4(2.5).1873, м. Паантварджиай Ко-венской губ.,-3.1.1944, Париж], литовский поэт. Писал на рус. и литов. языках. Род. в крест. семье. В 1899 окончил Моск. ун-т. В 1921-39 полномочный представитель Литов. республики в СССР. С 1939 жил в Париже. В печати выступил в 1899. Примыкал к символистам. На рус. яз. выпустил сб-ки стихов "Земные ступени" (1911) и "Горная тропа" (1912). На литов. яз. первые стихи опубл. в 1930. В 1942 вышел сб. на литов. яз. "Венок из слез". Посмертно вышел сб. стихов "Лилия и смерть" (1948). В поэзии Б. преобладают филос. лирика, индиви-дуалистич. мотивы.

Соч.: Asarц vainikas, Kaunas, 1942; Poezija, Vilnius, 1967 (вступит. ст. В. Куби-люса).

Лит.: Брюсов В., Далекие и близкие, М., 1912.

БАЛТУШИС Юозас (псевдоним; наст. имя и фам. Альбертас Юозенас) (р. 14.4.1909, Рига), литовский советский писатель и обществ. деятель. Начал печататься в 1932. В 1959-67 зам. пред. Президиума Верховного Совета Литов. ССР. Автор сборников рассказов и очерков - "Неделя начинается хорошо" (1940), "Белый клевер" (1943), "О чём в песне не поётся" (1959), "Валюсе нужен Алексас" (1965), "По тропам отцов и братьев" (1967). В пьесе "Поют петухи" (1947) создан реалистич. образ кулака. В лучшем произв. Б.- романе "Проданные годы" (т. 1-2, 1957-69) создана галерея образов сел. батраков. Награждён 2 орденами, а также медалями.

Соч.: Rastai, t. 1 - 5, Vilnius, 1959 - 69; в рус. пер.- Избранное, Вильнюс, 1953; Проданные годы, Вильнюс, 1959; О чем песни не сложены, М., 1965.

Лит.: Очерки истории литовской советской литературы, М., 1955; Макаров А., Поколения и судьбы, М.,1967. В.С.Кубилюс.

БАЛУБА, луба, народ в Демократич. Республике Конго (столица Киншаса), живут преимущественно в пров. Катанга и сопредельных районах пров. Касаи. Числ. 2,8 млн. чел. (1967). Язык Б.- килуба (чилуба), один из самых распространённых языков Центр. Африки, относится к центр. группе языков банту; имеет письменность (на лат. основе). Религия - христианство, но сохраняются и древние верования (культ предков, анимизм и др.). В ср. века Б. создали своё гос-во Балуба. Издревле Б. занимаются земледелием. Развито прикладное иск-во, особенно художеств. резьба по дереву. Значит. число Б. работает на предприятиях Катанги.

БАЛУГЬЯНСКИЙ Михаил Андреевич (26.9.1769-3.4.1847), русский экономист, доктор права (1796), профессор политич, экономии Петерб. педагогич. ин-та (с 1804), затем Петерб. ун-та. Из закарпатских украинцев. Учился в Венгрии и Венском ун-те (на юридич. ф-те). Первый ректор Петерб. ун-та (1819-21). В крестьянском вопросе был сторонником либеральных реформ и преобразований. Работал в Мин-ве финансов. Участвовал в комиссии М. М. Сперанского по составлению свода законов России. Б.- один из теоретиков либерального дворянства. Критиковал меркантилизм. Пытался сочетать взгляды физиократов с учением А. Смита и приспособить их к условиям России. Среди прогрессивных преподавателей в Петерб. ун-те пользовался популярностью и оказал влияние на таких демократич. профессоров, как К. Арсенъев, А. Куни-цын, К. Герман. В "Статистическом журнале" за 1806 (т. 1, ч. 1) и 1808 (т. 2, ч. 1) помещены статьи Б. "Национальное богатство. Изображение различных хозяйственных систем", "О разделении и обороте богатства".

Лит.: История русской экономической мысли, т. 1, ч. 2, М., 1958, с. 99-101, 103-06, 108.

БАЛУНДА, лунда, народ, населяющий юж. часть Демократич. Республики Конго (столица Киншаса), С.-В. Анголы (португ.), С.-З. Замбии. Общая числ. ок. 350 тыс. чел. (1967, оценка). Язык Б.- килунда, или чилунда, относится к зап. группе языковой семьи банту. Большинство Б. придерживается местных традиц. верований, часть - христиане. В 15-19 вв. у истоков pp. Касаи, Санкуру, Замбези существовало гос-во Лунда. Осн. занятие Б.- мотыжное земледелие (сорго, просо, маниок), значит. роль играет рыболовство. Часть Б. живёт в городах, работает на плантациях и в горной пром-сти.

Лит.: Собченко А. И., Этнический состав Конго, в кн.: Африканский этнографический сборник, т. 4, М. -Л., 1962 (биб.); Baumann Н.. Lunda. Bei Bauern und Jagern in Innern-Angola, В., 1935.

БАЛУХАТЫЙ Сергей Дмитриевич [12(24).3.1893, Феодосия,-2.4.1945, Ленинград], советский литературовед, библиограф, член-корреспондент АН СССР (1943). В 1919-23 проф. Самарского, затем до конца жизни Ленингр. ун-тов. С 1930 руководил отделом рус. лит-ры 20 в. в Ин-те рус. лит-ры АН СССР (Пушкинский дом). Исследования Б. посвящены гл. обр. творчеству М. Горького и А. П. Чехова.

Соч.: Критика о М. Горьком. Библиография статей и книг. 1893 -1932, М., 1934; Литературная работа М. Горького. Список первопечатных текстов и авторизованных изданий 1892 - 1934, М,- Л., 1936; Чехов-драматург. Л., 1936; Вопросы изучения-драматургии М- Горького, М.- Л., 1938; Горьковский семинарий, Л., 1946.

Лит.: Памяти С. Д. Балухатого. Хронологический список научных трудов, "Уч. зап. ЛГУ. Сер. филологических наук", 1948, в. 13.

БАЛУХЬЯ, народ, живущий на 3. Республики Кении. Слово "Б." ("сородичи") употребляется для обозначения группы родственных племён. Числ. ок. 1,5 млн. чел. (1967, оценка). Язык Б.- лулухья, относится к семье банту. Большинство Б. сохраняет местные традиц. верования, часть - христиане. Осн. занятие - земледелие. Развито отходничество в города и на золотые прииски в Какамега. В деревне происходит социальное расслоение и развиваются капитали-стич. отношения.

Лит.: Исмагилова Р. Н., Народы Кении в условиях колониального режима, в кн.: Африканский сб., № 1, М-, 1956; Wagner G., The Bantu of North Kavi-rando, v. 1 - 2, L., 1949 - 56.

P. Н. Исмагилова.

БАЛХ, городище в Сев. Афганистане, близ совр. г. Балха (Вазирабад); развалины древнего г. Бактры (столицы Бактрии) и ср.-век. г. Б. Поселение возникло в 6-4 вв. до н. э. В 3-2 вв. до н. э. Б. был столицей Греко-Бактрийского царства, а затем Кушанского царства. В 7 в. н. э. разрушен арабами; в 725 началось его восстановление. В 10 в. Б. состоял из собств. города (шахристан) и пригорода (рабад). В 11-12 вв. входил в состав владений Газневидов, Сельджуки-дов, Гуридов. В 1221 разрушен Чингисханом. Восстановлен в 14 в. К 15-16 вв. относится ряд архит. памятников: остатки крепости Бала-Хиссар, гор. стен, мечетей, медресе, бань. Хорошо сохранился мавзолей-мечеть Ходжа Абу Наср Парса (кон. 15 в.), с поливным бирюзовым ребристым куполом и витыми колонками портала. Крупных раскопок в Б. не производилось.

Лит.: Бартольд В. В., Туркестан в эпоху монгольского нашествия, Соч., т. 1, М., 1963. В. М. Массой, В. Л. Воронина.

БАЛХАБ, Б а л х (в верхнем течении - Дарагез или Банди-Амир), река на С. Афганистана. Дл. ок. 450 км. Берёт начало в хр. Баба на 3. Гиндукуша. По выходе на Бактрийскую равнину Б. образует дельту, русло дробится. Река иссякает в песках, не достигнув Амударьи. В пределах дельты Б.- оазисы Мазари-Шариф, Вазирабад (Балх) и др.

БАЛКАНСКИЙ ЗАЛИВ, внутренний мелководный залив Красноведского зал. Каспийского м. Глубина до 2 м. В вершине Б. з. - низменные острова Дагада и Баклаада, первый из к-рых соединён пересыпью с берегом.

БАЛХАНЫ, горные хребты на 3. Туркм. ССР, см. Большой Балхан и Малый Балхан.

БАЛХАР, лакское селение в Акушин-ском р-не Даг. АССР. Старинный центр нар. художеств. керамики. Неглазурованные кувшины, кружки, миски и др. сосуды украшены преим. белой тонкой росписью (волнистые линии, штриховка, точки, розетки, спирали). В Б. также л епят глиняные игрушки и ткут па-ласы.

Лит.: Шиллинг Е. М., Балхар, Пятигорск, 1936.

БАЛХАШ, бессточное озеро в вост. части Казахской ССР. Расположено в обширной Балхаш-Алакольской котловине на выс. 340 м над ур. м. Пл. 17-22 тыс. км2, дл. 605 км, шир. от 9-19 км в вост. части до 74 км в западной. Объём водной массы 112 км3. Пл. басс. ок. 501 тыс. км2. Наиб. глубина 26 м. В зап. часть Б. впадает крупная р. Или, в восточную - небольшие pp. Каратал, Аксу, Ле