загляните на купон-скидку или справочники: окна kbe, окна veka, окна rehau, остекление балкона, остекление лоджии, изготовление окон, монтаж окон, остекление, производство окон, металлопластиковые окна, окна пвх, пластиковые окна, установка окон, стеклопакеты и евроокна.



ВСЁ О СТРОИТЕЛЬСТВЕ, ЖЕЛЕЗОБЕТОНЕ, БЕТОНЕ, АРХИТЕКТУРЕ И НЕ ТОЛЬКО...:
ОПРЕДЕЛЕНИЯ:

АСФАЛЬТИРОВАНИЕ, устройство асфальтобетонных покрытий на автомобильных дорогах, улицах, аэродромах и т. п. путём укладки и уплотнения асфальтобетонной смеси по предварительно подготовленному основанию. В зависимости от назначения покрытия асфальтобетонную смесь (асфальтобетон) укладывают в один или два слоя на основание из щебня, гравия (нежёсткое основание) или бетона (жёсткое основание). Нижний слой толщиной 4-5 см устраивают из крупно- или среднезерни-стой смеси с остаточной пористостью 5-10% ; верхний слой толщиной 3-4 см-из средне- или мелкозернистой смеси (остаточная пористость 3-5%). При тяжёлых нагрузках и интенсивном движении транспорта покрытия устраивают 3-4-слойными общей толщиной 12-15 см. АСФАЛЬТИРОВАНИЕ начинается с очистки основания от пыли и грязи механич. дорожными щётками и поливомоечными машинами, исправления неровностей основания, обработки его поверхности жидким битумом или битумной эмульсией. Асфальтобетонная смесь приготовляется в асфальтобетоно-смесителях на стационарных или полустационарных заводах (установках), доставляется на место автомобилями-самосвалами и загружается в приёмный бункер асфалътобетоноукладчика, к-рый укладывает, разравнивает и предварительно уплотняет смесь. Окончат. уплотнение осуществляется катками дорожными. .


КОММУНАЛЬНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО, отрасль строительства, занятая сооружением объектов, связанных с обслуживанием жителей городов, посёлков городского типа, районных сельских центров и населённых пунктов сельской местности. В числе этих объектов: системы водоснабжения и канализации с очистными сооружениями и сетями; сооружения городского электрического транспорта с путевым, энергетическим хозяйством, депо и ремонтными предприятиями; сети газоснабжения и теплоснабжения с распределительными пунктами, районными и квартальными котельными; электрические сети и устройства напряжением ниже 35 кв; гостиницы; городские гидротехнические сооружения; объекты внешнего благоустройства населённых мест, озеленения, дороги, мосты, путепроводы, ливнестоки; предприятия санитарной очистки, мусороперерабатывающие и др. Планомерное развитие КОММУНАЛЬНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА в СССР началось ещё в 1-й пятилетке и осуществлялось нарастающими темпами до начала Великой Отечеств, войны 1941-45. В годы 4-й пятилетки (1946-50) проводились работы по восстановлению объектов коммунального назначения, разрушенных во время нем.-фаш. оккупации. В последующие годы КОММУНАЛЬНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО велось высокими темпами в связи с бурным развитием промышленности, культуры, увеличением численности городов и посёлков городского типа .
ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО, теория и практика планировки и застройки городов (см. Город). ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО определяют социальный строй, уровень развития производственных сил, науки и культуры, природно-климатичие условия и национальные особенности страны. ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО охватывает сложный комплекс социально-экономических, строительно-технических, архитектурно-художественных, а также санитарно-гигиенических проблем. Общим для ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО досоциалистических формаций является большее или меньшее влияние на него частной собственности на землю и недвижимое имущество..
ЗЕЛЁНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО, составная часть современного градостроительства. Городские парки, сады, скверы, бульвары, загородные парки (лесопарки, лугопарки, гидропарки, исторические, этнографические, мемориальные), национальные парки, народные парки, тесно связанные с планировочной структурой города, являются необходимым элементом общегородского ландшафта. Они способствуют образованию благоприятной в санитарно-гигиеническом отношении среды, частично определяют функциональную организацию городских территорий, служат местами массового отдыха трудящихся и содействуют художественной выразительности архитектурых ансамблей. При разработке проектов садов и парков учитывают динамику роста деревьев, состояние и расцветку их крон в зависимости от времени года.

Главная страница
Поиск по сайту
Оглавление страниц

Объяснение слов: словарь, справочник, информация. Строительство, экономика, промышленность - все сферы жизни: от А до Г, от Г до П и от П до Я

критич. скорости требуется установка четырёх грузов в четырёх плоскостях исправления и т. д.
Все эти виды неуравновешенности могут действовать на изделие одновременно и тогда задача Б. будет комплексной. Только в отд. частных случаях пользуются одним видом Б., напр. для плоских изделий применяют статич. Б. Для качественной Б. необходимо, чтобы на изделия были установлены нормы точности Б., которые условно выражаются в допустимом смещении центра тяжести Е (мкм) либо в допустимой неуравновешенности u=rР (гсм).
Лит.: Артоболевский И. И., Уравновешивание сил инерции плоских механизмов, "Изв. научно-исследовательского ин-та машиностроения", 1935, № 10; Крылов А. Н., О динамическом уравновешивании роторов и гироскопов, "Изв. научно-исследовательского ин-та машиностроения", 1935, № 7; его же, О некоторых дифференциальных уравнениях математической физики, имеющих приложение в технических вопросах, 5 изд., М.- Л., 1950; Шитиков Б. В., Динамическая балансировка роторов, М., 1951; Ден - Гартог Дж П. Механические колебания Гпер с англ.], М.. I960; Тимощенко С П., Колебания в инженерном деле, [пер. с англ.], 2 изд., М., 1967. В. Н. Барке.


БАЛАНСИРОВОЧНЫЙ СТАНОК, балансировочная машина, машина для установления места и значения (степени) статич. или динамич. не-уравновешенности вращающихся частей машин - роторов электрич. машин и турбин, валов, шкивов и др. (см. Балансировка). Б. с. обычно состоит из опор, в к-рые помещается балансируемое изделие (напр., ротор), привода для его вращения и измерит. устройства с показывающими приборами.

Различают Б. с. с податливыми и жесткими опорами. Податливые опо-ры под воздействием неуравновешенного вращающегося изделия (ротора) совершают колебания. Амплитуды и фазы колебаний опор и являются информацией о неуравновешенности. Жесткие опоры препятствуют колебанию ротора и вследствие этого испытывают давление. В этом случае для получения информации о неуравновешенности измеряют давление ротора на опоры и его фазу.
Схема балансировочного станка для динамической балансировки с ваттметровым измерительным устройством: 1 - балан-сируемый ротор; 2 - опора; 3 - датчик; 4 - переключатель "угол - величина"; 5 - ваттметровый индикатор; 6 - двух-шарнирный вал; 7 - привод; 1, 11- плоскости исправления; А, Б - оси, проходящие в плоскостях измерения.

Опоры Б. с. снабжены датчиками, пре-образующими их колебания (или давление от центробежных сил) в электрич. сигналы. Электрич. сигналы датчиков поступают в измерит. устройство. Структура измерит. устройства и форма информации о неуравновешенности зависят от назначения Б. с. На рис. показана схема Б. с. для динамич. балансировки с ваттметровым измерит. устройством. Неуравновешенность измеряют сначала в одной плоскости, затем посредством переключений - в другой. В Б. с. применяют привод от двухшарнирного вала, от накидного ремня, воздушной струёй и т. п. Исправление неуравновешенности, т. е. установка грузов или съём материала (сверление, фрезерование и т. п.), выполняют вручную на Б. с. или вне его. Существуют Б. с.: для статич. и динамич. балансировки; с горизонтальной и вертикальной осью вращения. Б. с. изготовляют с разной степенью автоматизации, напр. автоматы, включающие устройства для установления размера и места неуравновешенности, устройства для устранения неуравновешенности и (при необходимости) устройства для повторного контроля. В отд. случаях для балансировки сложных деталей, напр. коленчатых валов двигателей внутр. сгорания, используют спец. автоматич. линию.

Лит.: Шитиков Б. В., Динамическая балансировка роторов, М., 1951: Васильев В. С. и К у т к о П. С., Станки и приборы для динамической балансировки, М., 1959; Теория и конструкция балансировочных машин. М., 1963. В.А.Захаров.

БАЛАНСНАЯ СХЕМА, схема электрич. цепи, действие к-рой основано на гео-метрич. равновесии (балансе) протекающих по ней токов (напряжений) или нарушении этого равновесия при изменении к.-л. её параметра или частоты питающего цепь тока (напряжения). По Б. с. выполнены электрич. мосты, применяемые для электро- и радиоизмерений и в качестве датчиков - преобразователей одного вида энергии в другой, модуляторы и детекторы в устройствах однополосной радиосвязи, телефонной связи на высокой частоте и др.

БАЛАНСОВАЯ ДРЕВЕСИНА, балансы, круглый лесоматериал, иcпoльзyeт мый для произ-ва целлюлозы и древесной массы. Заготовляется Б. д. из ели, сосны, пихты, осины, тополя и др. лиственных пород в виде отрезов ствола длиной 0,75-2,5 м и диаметром в верхнем отрубе 8-24 см.

БАЛАНСОВАЯ СТОИМОСТЬ, оценка осн. фондов и оборотных средств в денежном выражении в бухгалтерском балансе. Для оценки осн. фондов в балансе используется первоначальная, восстановительная и инвентарная стоимость. Как правило, осн. фонды в балансе отражаются по первоначальной стоимости, слагающейся из затрат по их возведению (сооружению) или приобретению и расходов по доставке и установке. Для осп. фондов, переоценённых по состоянию на 1 янв. 1960, в балансе показывается их восстановительная стоимость, установленная при переоценке. Осн. фонды, возведённые (сооружённые) или приобретённые за счёт капитальных вложений, зачис-ляются на баланс по их инвентарной стоимости. Объекты, поступившие безвозмездно в установленном законом порядке, учитываются в балансе по данным бухгалтерского учёта передающей стороны, зафиксированным в документах о передаче (для оборудования, требующего монтажа, включая расходы получателя по установке). Сырьё, основные и вспомогат. материалы, топливо, тара и запасные части для ремонта, товары, готовая продукция и т. п. показываются в балансе по их фактич. стоимости. Малоценные и быстроизнашивающиеся предметы показываются по первоначальной стоимости, а их износ отражается отдельной статьёй в пассиве баланса.

Лит.: Положение о бухгалтерских отчетах и балансах государственных, кооперативных (кроме колхозов) и общественных предприятий и организаций, в кн; Справочник по бухгалтерскому учету, 4 изд., М., 1965, с. 447 - 62; Положение по бухгалтерскому учёту основных фондов (средств) государственных, кооперативных (кроме колхозов) и общественных предприятий и организаций, там же, с. 112 - 32. Ю. А. Гайдуков.

БАЛАНСОВЫЙ МЕТОД В АНАЛИЗЕ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, сопоставление взаимосвязанных показателей хоз. деятельности с целью выяснения и измерения их взаимного влияния, а также подсчёта резервов повышения эффективности произ-ва. При применении Б. м. в а. х. д. связь между отдельными показателями выражается в форме равенства итогов, полученных в результате различных математич. действий над сравниваемыми показателями. Данный метод анализа получил назв. балансового потому, что исторически первым примером увязки большого числа показателей хоз. деятельности путём выведения равенства двух их итогов был бухгалтерский баланс. Устанавливаемое балансовым методом равенство итогов (баланс) показывает, что в анализе учтены все взаимодействующие факторы и отражающие их экономич. показатели и что связь между ними представлена правильно. Так, для выяснения причин, вызвавших изменение объёма реализованной продукции по сравнению с прошлым периодом, используется зависимость реализации продукции от её выпуска и изменения остатков нереализованной продукции за изучаемый период. Баланс составляется по следующей схеме: рост реализации продукции равняется росту выпуска продукции плюс уменьшение за год нереализованных остатков готовой продукции (на складах предприятия, в пути к покупателю и на складах покупателя) или же минус увеличение этих остатков. На основе аналогичного сопоставления можно проанализировать зависимость выполнения плана реализации от выполнения плана выпуска продукции и изменения её остатков.

Балансовый метод часто применяется при анализе использования ресурсов. Например, для выяснения возможностей улучшения использования оборудования составляется баланс использования режимного фонда времени в станко-часах; для определения влияния потерь рабочего времени на производительность труда и объём продукции - в человеко-часах; для выявления возможностей экономии материальных ресурсов - баланс потребления материальных ресурсов.

Балансовый метод эффективен в разных областях аналитич. работы, но особенно широкое распространение он получил в анализе финанс. состояния предприятия, где главным источником информации служит бухгалтерский баланс. С помощью балансового метода производится перегруппировка статей баланса, в результате к-рой он как бы расчленяется на ряд частных балансов: баланс нормируемых оборотных средств и их источников, баланс расчётов предприятия с дебиторами и кредиторами и др. После этого составляется сводная аналитич. таблица, характеризующая размещение привлечённых сверх норматива оборотных средств в статьях актива бухгалтерского баланса. На левой стороне этой таблицы (в активе) показываются в виде отдельных слагаемых сверхнормативные запасы нормируемых товарно-материальных ценностей, дебиторская задолженность, товары отгруженные и другие непланируемые статьи актива, а на правой - (в пассиве) отражаются источники увеличения средств - сверхплановая прибыль, ссуды Госбанка, остатки спец. фондов, кредиторская задолженность и др. Итоги таблицы должны балансироваться, т. к. в ней отражаются одни и те же дополнительно привлечённые оборотные средства в двух различных группировках.

Балансовый метод применяют также при проверке расчётов, произведённых другими специальными аналитическими методами.

Лит. см. при ст. Анализ хозяйственной деятельности. С. Б. Барнгольц.

БАЛАНСОВЫЙ МЕТОД В ПЛАНИРОВАНИИ, метод, применяемый в со-циалистич. странах при разработке нар.-хоз. планов, планов развития отд. отраслей и произ-в, а также территориальных хоз. планов (республиканских, краевых, областных, экономич. р-нов). С его помощью осуществляются увязка потребностей и ресурсов, соизмерение затрат и результатов, согласование и координация всех заданий и показателей плана, обеспечивается единство и сбалансированность всех частей и разделов плана. Балансовый метод служит важным инструментом выявления хоз. резервов, установления в плане и соблюдения в ходе его осуществления материально-вещественных, стоимостных и трудовых пропорций, соответствующих целям и задачам плана и обеспечивающих оптимальное и сбалансированное развитие экономики; тем самым балансовый метод используется для предупреждения и преодоления отд. диспропорций в х-ве.

Уже в период создания предпосылок для планового ведения х-ва в масштабе всей Сов. республики (1918-20) при разработке первых пром. программ, планов заготовок с.-х. продуктов, транспортных перевозок, распределения продуктов для снабжения армии, гор. населения и др. потребителей применяли материальные балансы отд. видов продукции. Широко использовался балансовый метод при составлении первого перспективного плана - Гос. плана электрификации России (ГОЭЛРО). В. И. Ленин, характеризуя план ГОЭЛРО как научный план, подчёркивал: "В итоге мы имеем и материальный и финансовый (в золотых рублях) баланс электрификации..." (Полн. собр. соч., 5 изд., т. 42, с. 341). Первым в истории опытом составления сводного баланса был разработанный ЦСУ отчётный баланс нар. х-ва 1923/24. В последующие годы балансовый метод постоянно совершенствовался и стал ведущим методом разработки перспективных и текущих планов.

Объективная необходимость применения балансового метода обусловлена действием и требованиями экономич. законов социализма. Планомерное развитие социалистич. произ-ва для удовлетворения постоянно растущих общественных потребностей, обеспечение постоянной пропорциональности в развитии нар. х-ва, его отд. сфер, отраслей требуют применения с и с т е м ы б а л а н с о в, включающей материальные (натуральные) балансы, стоимостные (денежные), трудовые, балансы межотраслевых связей и баланс всего нар. х-ва.

При помощи материальных балансов (натуральных балансов отд. продуктов, балансов производственных мощностей) устанавливаются материально-вещественные пропорции внутри каждой отрасли, между отд. смежными отраслями и произ-вами по СССР в целом и в терр. разрезе, осуществляется увязка произ-ва и потребления конкретных видов продукции, совершенствуются межотраслевые связи, решаются задачи рационального размещения производства, обеспечивается соответствие в развитии мощностей смежных произ-в. С т о и м о с т н ы е б ал а н с ы позволяют осуществлять увязку между произ-вом, распределением и использованием доходов, в частности доходов и расходов гос-ва (финанс. баланс и гос. бюджет СССР и союзных республик), доходов и расходов хоз. орг-ций, деп. доходов и расходов населения и др. При помощи т р у д о в ы х б а л а нс о в (сводного баланса трудовых ресурсов, балансов квалифицированных кадров, баланса специалистов, баланса труда в колхозах и др.) осуществляется планомерное распределение и перераспределение трудовых ресурсов по сферам деятельности, отраслям экономики, р-нам страны; определяются масштабы подготовки квалифицированных кадров, обосновываются необходимые размеры и мероприятия по вовлечению в общественное произ-во трудоспособных лиц, занятых в домашнем и личном подсобном х-ве.

Система балансов служит также средством координации и увязки материально-вещественных и стоимостных пропорций экономики для сбалансированного хоз. развития. С помощью балансов рост доходов населения балансируется с ростом произ-ва потребительских товаров, с объёмом товарооборота, с планируемым размером различного рода платных услуг, оказываемых населению гос. и кооперативными орг-циями; планируемый объём капитальных вложений согласовывается с возможностями их материального обеспечения (стройматериалами, оборудованием и т. д.) и с ассигнованиями на финансирование (из гос. бюджета, кредитов банка, фондов развития предприятия и др.).

Применение на всех стадиях разработки плана и в ходе его выполнения системы материальных, стоимостных и трудовых балансов позволяет определить плановые задания отд. отраслям, произ-вам, участкам нар. х-ва, координировать и увязывать эти задания. Однако достижение полной сбалансированности в развитии нар. х-ва в целом требует установления и соблюдения не только внутриотраслевых, межотраслевых и терр. пропорций, но и важнейших о б щ е х о з. п р о п о рц и й, т. е. осн. структурных соотношений в экономике и в первую очередь соотношений в отраслевой структуре общественного продукта и нац. дохода, соотношений между накоплением и потреблением в нац. доходе, соотношений между производственной и непроизводственной сферами нар. х-ва. К важнейшим общехоз. пропорциям относятся также соотношения между произ-вом средств произ-ва и произ-вом предметов потребления, между пром-стью и с. х-вом, отраслевая структура пром-сти и с. х-ва, пропорции в распределении ресурсов, направляемых на текущие нужды, в резерв и на капитальные работы.

Общехоз. пропорции в нар.-хоз. плане, обеспечивающие предусмотренные планом темпы экономич. развития, уровень потребления населения и ресурсы, необходимые для расширенного воспроизводства, устанавливаются с помощью о б о бщ а ю щ и х б а л а н с о в, входящих в баланс народного хозяйства СССР. Баланс произ-ва, потребления и накопления общественного продукта характеризует материально-вещественную сторону общественного произ-ва и его использование на возмещение, потребление, накопление и экспорт. Баланс общественного продукта конкретизируется в межотраслевом балансе произ-ва, распределения и потребления продукции нар. х-ва (см. Баланс межотраслевой). Межотраслевой баланс позволяет увязать планирование нар. х-ва в целом с планированием отраслей, натуральные и стоимостные показатели в единую модель нар. х-ва, даёт возможность производить вариантные балансовые расчёты с применением совр. вычислит. техники.

Баланс производства, распределения, перераспределения и использования нац. дохода отражает формирование первичных доходов гос. предприятий, колхозов, работников сферы материального произ-ва, перераспределение этих доходов, образование конечных доходов и их использование на потребление и накопление. Сводный баланс трудовых ресурсов отражает наличие и состав трудовых ресурсов и распределение их по отраслям и видам занятости. Баланс осн. фондов характеризует наличие, прирост и выбытие осн. фондов, их амортизацию и износ.

Балансовый метод и система балансовых расчётов применяются с разной степенью их детализации на всех стадиях планирования: на стадии разработки осн. направлений (или контрольных цифр) плана, при составлении развёрнутого плана, при проверке его выполнения. Лит. см. при статьях Баланс народного хозяйства СССР, Материальные балансы. Б. И. Брагинский.

БАЛАНСОВЫЙ МЕТОД В СТАТИСТИКЕ, важнейший метод обработки и анализа статистич. данных, позволяющий взаимно увязать ресурсы и их использование, выявить пропорции и взаимосвязи, складывающиеся в процессе воспроизводства. Б. м. в с. получил в СССР широкое распространение. Большое значение этого метода определяется характером сов. экономики и вытекает из действующего при социализме закона планомерного развития нар. х-ва. Посредством балансового метода можно выявить не только экономич. связи и пропорции в нар. х-ве, но и вскрыть диспропорции там, где они имеют место.

Всякий баланс состоит из 2 балансирую-щихся частей - приходной и расходной. В приходной части учитываются все ресурсы (запасы на начало года, произ-во, импорт и др.), а в расходной части- все виды использования (на производств. нужды, непроизводств. потребление, экспорт, создание резервов и др.) и запасы на конец года. В практике сов. статистики разрабатываются различные виды балансов, они могут быть разделены на 4 группы. В 1-ю группу входят балансы, характеризующие ресурсы отд. продуктов, их распределение и использование в нар. х-ве. Составляются, как правило, в натуральном выражении. К ним относятся балансы, составляемые по отд. видам чёрных и цветных металлов, топлива, химикатов, строит. и лесных материалов, по отд. видам машин и оборудования. Они могут также составляться в сводном виде по группе продуктов (напр., топливно-энергетич. баланс). Ко 2-й группе относятся различные виды балансов труда - баланс трудовых ресурсов, баланс наличия и использования рабочей силы. К 3-й группе относятся балансы, характеризующие образование финанс. (денежных) ресурсов и их использование на различные цели в нар. х-ве и в отд. отраслях - сводный баланс финанс. ресурсов, балансы доходов и расходов отд. отраслей, гос. бюджет, кредитный план Госбанка, баланс ден. доходов и расходов населения, кассовый план Госбанка и т. д. К 4-й группе относится баланс нар. х-ва, представляющий собой систему наиболее общих синтетич. балансов, характеризующих в целом весь процесс обществ. воспроизводства: сводный материальный баланс обществ. продукта и нац. дохода, баланс произ-ва, распределения и перераспределения обществ. продукта и нац. дохода (финанс. баланс), баланс осн. фондов, баланс труда и др. синтетич. балансы. В балансе нар. х-ва балансовый метод находит своё наивысшее развитие.

Большое внимание уделяется разработке межотраслевого баланса произ-ва и распределения обществ. продукта и его использованию для анализа социалистич. воспроизводства и планирования нар. х-ва. Этот баланс является частью баланса нар. х-ва и призван дать подробную характеристику межотраслевых связей в нар. х-ве с выделением большого числа отраслей и продуктов (см. Баланс межотраслевой). М. Р. Эйделъман.

БАЛАНСОМЕР, актинометрич. прибор для измерения баланса радиации (разности между приходом и расходом лучистой энергии) земной поверхности или любой точки атмосферы. Существует много конструкций, но наиболее распространён термоэлектрич. балансомер Яни-шевского. Приёмная часть его представляет собой 2 тонкие медные горизонтально расположенные пластинки с зачернёнными наружными поверхностями, к-рые воспринимают: одна - радиацию, идущую от Солнца и вышележащих слоев атмосферы, другая - излучение земной поверхности, ниж. слоев атмосферы и отражённую радиацию. К внутр. поверхностям пластинок прикреплены термоэлементы для измерений разности их темп-р. Разность темп-р пластинок, пропорциональная разности потоков лучистой энергии, измеряется по значению силы термоэлектрич. тока. В компенсационных Б. для выравнивания темп-р пластин через более холодную пластину пропускается электрич. ток, нагревающий её; по силе тока определяется баланс радиации. Г. Н. Костяной.

БАЛАНСЫ МАТЕРИАЛЬНЫЕ, см.Материальные балансы.

БАЛАНТЕ, булан да, брасса (самоназв,-б е л а н т е), народ, населяющий гл. обр. Гвинею (Бисау). Вместе с родств. по языку племенами мандьяк, пепель, бурама, биафада и др. насчитывает в Гвинее (Бисау) ок. 400 тыс. чел., на о-вах Зелёного Мыса ок. 40 тыс. чел., в Сенегале ок. 5 тыс. чел. (оценка 1967). Язык Б. принадлежит к атлантической (зап. бантоидной) группе. Б. занимаются земледелием (гл. культура - рис), на побережье - рыболовством. Большинство Б. придерживается традиц. верований, часть - мусульмане.

БАЛАНТИДИАЗ (у животных балантидиоз), болезнь свиней и человека, вызываемая равноресничной инфузорией - балантидием. Сопровождается нарушением деятельности кишечника. Б. встречается повсеместно. Среди животных болеют чаще поросята-отъёмыши и подсвинки. Источник заражения - больные свиньи, с калом к-рых на почву, полы свинарника попадают неподвижные формы (цисты) балантидиев. Заглоченные цисты в кишечнике превращаются в подвижные формы - инфузории, проникают в кишечную стенку, вызывая её изъязвление. У больных животных повышается темп-pa, возникает понос с примесью слизи и крови. Падёж при Б. может доходить до 50% от числа заболевших. Для окончат. диагноза необходимо обнаружение цисты в фекалиях. Л е ч е н и е: дезинфицирующие и бактерицидные препараты.

П р о ф и л а к т и к а Б. сводится к строгому соблюдению ветеринарно-сани-тарных правил на фермах, содержанию свиней в тёплый период года в летних лагерях, периодич. скармливанию антибиотиков и др. противоинвазиопных средств.

У человека Б., и н ф у з о р н а я дизентерия, возникает в результате проникновения в стенку толстого кишечника балантидиев, к-рыми человек заражается гл. обр. от свиньи; однако и человек, выделяющий инфузории, может заражать окружающих. Цисты балантидиев переносятся мухами, могут попадать в пищеварит. тракт человека с загрязнёнными продуктами, водой, овощами, а также с рук. Внедрившись в кишечник, балантидии вызывают омертвение тканей с образованием язв. Б. нередко протекает при нормальной темп-ре, иногда сопровождается лишь незначит. нарушениями функции кишечника; обычно отмечается жидкий частый стул со слизью, гноем, иногда и с кровью, частые безрезультатные позывы (тенезмы), боли по ходу толстого кишечника. Без лечения заболевание неуклонно прогрессирует. Диагноз ставят на основании клинич. обследования, с обязательным лабораторным подтверждением (находки балантидиев). Бывают случаи бессимптомного паразитоно-ситсльства. Л е ч е н и е: антибиотики, общеукрепляющее лечение. Профилактика: своевременное выявление и обязательное лечение носителей балантидиев и больных.

Лит.: Сванидзе Д. П., Амебиаз и балантидиаз, М., 1959 (библ.); Ш е а-цов А. А., Ветеринарная паразитология, М., 1965; Иванова П. С., Баланти-диоз, в кн.: Ветеринарная энциклопедия, т. 1, М., 1968; С ч е н с н о в и ч В. Б., X а м-цов В. Г., Балантидиаз, в кн.: Многотомное руководство по микробиологии, клинике и эпидемиологии инфекционных болезней, т. 9, М., 1968. В. Б. Сченснович.

БАЛАНТИДИЙ (Balantidium coli), простейшее из отряда равноресничных инфузорий. Паразитирует в организме человека и свиней. Б. впервые был обнаружен у свиней в 1862 нем. протозоологами Р, Лейкартом и Ф. Штейном. Несимметричное овальное тело Б. (длиной 30 - 150 мкм, шириной 20-110 мкм) покрыто короткими ресничками, расположенными продольными рядами. Размножается Б. поперечным делением. Паразитирует в толстых кишках, преим. в слепой кишке. Питается крахмалом и остатками пищи в каловых массах, форменными элементами крови и др. Иногда Б. пожирают один другого. Б. в кишечнике могут округляться и одеваться плотной оболочкой, образуя цисты, к-рые выходят наружу с фекалиями хозяина. Б. могут быть причиной заболевания - балан-тидиаза.

БАЛАНЧИВАДЗЕ Андрей Мелитонович [р. 19.5(1.6).1906, Петербург], советский композитор, народный артист СССР (1968). Сын композитора М. А. Балан-чивадзе. Ученик М. М. Ипполитова-Иванова (Тифлисская консерватория) и А. М. Житомирского (Ленинградская консерватория). Автор первого груз. балета "Сердце гор" (1936, Груз. театр оперы и балета, Тбилиси), балетов "Страницы жизни" (1961), "Мцыри" (1964), двух симфоний (1-я, 1944; Гос. пр. СССР, 1946), четырёх концертов для фп. с оркестром (в т. ч. 2-й, 1946; Гос. пр. СССР,1947), камерно-инструмент. произв., опер, музыки для театра и кино. Преподаёт в Тбилисской консерватории (с 1942 профессор). Дсп. Верх. Совета Груз. ССР 1-5-го созывов. Награждён орденом Ленина, 2 др. орденами, а также медалями.

Лит.: Орджоникидзе Г., А. Ба-ланчывадзе, М., 1959.

БАЛАНЧИВАДЗЕ Мелитон Антонович [24.12.1862(5.1.1863), дер. Баноджа, близ Кутайся,-21.11.1937, Кутаиси], советский композитор и муз.-обществ. деятель, один из создателей грузинской профессиональной музыки, нар. арт. Груз. ССР (1933). С детства пел в церковных хорах, с 1883 совместно с ф. Корид-зе записывал и разучивал с хором груз. нар. песни и духовные песнопения. С 1889 занимался в Петерб. консерватории по классу пения, с 1891 по теории композиции (у Н. А. Римского-Корсакова) и гармонии (у Ю. И. Иогансена). В 1895 - 1917 выступал с организованными им хорами в городах центр. России, Украины, Польши, Прибалтики, Грузии, пропагандируя груз. нар. творчество. В 1918 основал Кутаисское муз. уч-ще (носит его имя). Деятельность Б. способствовала развитию нац. муз. культуры.

Б.-автор первой нац. оперы "Дареджан Коварная" (отрывки исполнены в 1897, Петербург) по драматич. поэме А. Церетели "Тамара Коварная" (в 1926 пост. 2-я ред., Тбилиси). Б. принадлежат первые груз.романсы, в к-рых использованы интонации груз. городской бытовой песни, и др. сочинения.

Лмт.:Хучуа П. В., Мелитон Баланчи-вадзе, 16., 1964.

БАЛАНЧИН (Balanchine) Джордж (наст. имя и фам.- Георгий Мелитонович Б а-ланчивадзе) [р. 9(22).!.1904, Петербург], американский балетмейстер. Сын композитора М. А. Баланчивадзе. В 1914-21 учился в Театр. уч-ще при Мариинском театре (Петроград). В 1923 впервые выступил как балетмейстер. С 1924 живёт за границей. В 1925-29 гл. балетмейстер в труппе "Русский балет С. П. Дягилева". В 1933 в США организовал "Школу американского балета", из к-рой выросла труппа "Американский балет" (с 1948 "Нью-Йорк сити балле"). Б.

Ставил сюжетные балеты ("Блудный сын" Прокофьева, 1929; "Аполлон, повелитель муз" Стравинского, 1929), в дальнейшем-"абстрактные" балеты ("Кончерто барокко" на муз. Баха, 1941; "Балле империаль"на муз.Чайковского, 1941, и др.).

Лит.: К о g l е r Н., Balanchine und das moderne Ballett, Hannover, 1964.

Н. Рэнэ.

БАЛАР (Balard) Антуан Жером (30.9. 1802, Монпелье,-30.3.1876, Париж), французский химик, чл. Парижской АН (1844). Был фармацевтом, затем проф. ун-та в Монпелье и в Париже (с 1842). Изучая рассолы средиземноморских соляных промыслов, в 1826 открыл новый элемент, к-рый назвал муридом (от лат. muria - рассол); вскоре Ж. Л. Гей-Люссак переименовал его в бром.

Лит.: Dumas J. В. A., Antoine Jerome Balard, в его. кн.: Discours et eloges acade-miques, t. 2, P., 1885, p. 81 - 114.

БАЛАСАГУНИ Юсуф Хасс Хаджиб (р. ок. 1021, Баласагун,- г. смерти неизв.), среднеазиатский поэт, учёный, мыслитель, писал на тюркском яз. Обладал обширными познаниями в области гуманитарных и естеств. наук. Его поэма "Кутадгу билит" ("Знание, дающее счастье", написана в 1069 на уйгур. яз.) - этико-дидактич., политич. трактат, в к-ром Б. в художеств. форме высказывает свои взгляды по вопросам политики, гос. управления и воен. организации страны. Действующие лица поэмы - ал-легорич. образы, олицетворяющие справедливость, счастье, разум и довольство. Соч. построено в форме диалогов между осн. персонажами. Этич. положения Б. тесно связаны с учением Авиценны (см. Ибн Сына). Большое влияние на творчество Б. оказала "Шахнаме" Фирдоуси. Размер поэмы - мутакариб в форме месневи. Система стихосложения аруз впервые введена Б. в тюркоязычную поэзию. Образы и сравнения Б. близки восприятию степняка-кочевника.

Лит.: Валитова А. А., К вопросу о фольклорных мотивах в поэме "Кутадгу билиг", "Советское востоковедение", 1958, № 5, с. 88 - 102; её ж е, О некоторых поэтических особенностях "Кутадгу билbг", М., 1960; Radlow W., Das Kudatku-Bilik des Yusuf Chass-Hadshib aus Bala-sagun, Tl 1 - 2, St.-Petersburg, 1891 - 1910. А. А. Валитова.

БАЛАСАНЯН (Баласанянц) Сергей Артемьевич [р. 13(26).8.1902, Асха-бад (Ашхабад)], советский композитор, педагог, музыкально-общественный деятель, нар. арт. Тадж. ССР (1957), засл. деят. иск-в РСФСР (1963). Учился на историко-теоретич. ф-те Моск. консерватории. Работал в Таджикистане (1936-43); преподаватель (1948-51, с 1955), с 1965 проф. Моск. консерватории. С творчеством Б. связано развитие многонац. сов. музыки. Один из основателей таджикского муз. театра. Музыку Б. отличают ладовое своеобразие, изобретательность ритмич. мышления, связанные с претворением элементов фольклора различных народов Востока. Автор первой тадж. оперы "Восстание Воссе" (пост. 1939, Тадж. театр оперы и балета, Душанбе), муз. представления "Лола" (пост. 1939, там же), опер "Кузнец Кова" (пост. 1941, там же), "Бахтиор и Ниссо" (пост. 1954, там же), балетов "Лейли и Мед-жнун" (пост. 1947, там же), "Шакунта-ла" (пост. 1963, Латвийский театр оперы и балета, Рига), симфонич. произв. (в т. ч. "Семь армянских песен", 1955, Хоровая симфония, 1967), камерно-инструментальных произв., романсов, музыки к драматическим спектаклям и фильмам. Гос. пр. СССР (1949). Награждён 5 орденами.

БАЛАСОГЛО Александр Пантелеймоно-вич [23.10 (4.11). 1813 -вероятно, 80-е гг. 19 в.], русский обществ. деятель, петрашевец. Сын морского офицера. Служил на флоте, в 1835 вышел в отставку, с 1841 архивариус в Мин-ве иностр. дел. Пытался организовать книгоиздат. товарищество писателей и учёных на артельных началах, издавать дешёвые брошюры и учебные пособия. Считал, что науку нужно сделать доступной для масс. С 1845 посещал кружок М. В. Петрашевского. По своим взглядам - демократ-просветитель, близкий к утопии, социалистам. В нояб. 1849 выслан в Петрозаводск под надзор полиции.

Соч.: [Стихотворения], в кн.: Поэты-петрашевцы, [3 изд.], Л., 1957.

Лит.: Дело петрашевцев, т. 2, М.- Л., 1941.

БАЛАТА, продукт коагуляции млечного сока (латекса), добываемого из троппч. дерева Mimusops balata. Технич. Б.- кожеподобный продукт от светло-жёлтого до коричневого цвета. По свойствам и составу Б. подобна гуттаперче, однако мягче последней, т. к. содержит больше природных смол. Применяют Б. для тех же целей, что и гуттаперчу.

БАЛАТОН (Balaton; от слав. блато - болото), озеро в Венгрии, на Среднеду-найской равнине. Расположено в котловине тектонич. происхождения, вытянутой вдоль юго-вост. подножий гор Баконь. Пл. 596 км2, дл. 78 км, шир. до 12 км. Уровень Б. находится на выс. 105 м. Ср. глуб. 3 м, макс. 11 м. Обращённые к Бакони берега преим. крутые, высокие, местами сильно изрезаны (п-ов Тихань),, поросли лесами; на остальном протяжении берега плоские, частично заболоченные. Темп-pa воды летом ок. 20°С. В Б. впадает много коротких рек; сток из озера - через канал в р. Шио, связанную с р. Дунай. Побережье Б.- важнейший курортный район Венгрии с выходами минеральных и термальных источников. Рыболовство. Судоходство. Вдоль берегов автомобильные и железные дороги.

Лит.: Венгрия. Путеводитель, Будапешт, 1958.

БАЛАТОНСКАЯ ОБОРОНИТЕЛЬНАЯ ОПЕРАЦИЯ 1945, операция войск 3-го Укр. фронта (командующий Маршал Сов. Союза Ф. И. Толбухин) 6-15 марта в районе оз. Балатон (Венгрия) во время Великой Отечеств. войны 1941-45. Завершив Будапештскую операцию 1944-45, войска 3-го Укр. фронта приступили к подготовке наступления на Вену. В составе фронта насчитывалось 37 стрелк., 3 кав. и 6 болг. пех. дивизий, 2 танк. и 1 механизиров. корпус (свыше 400 тыс. чел., ок. 7 тыс. орудий и миномётов, 400 танков и самоходных установок, ок. 1000 самолётов). В сер. февраля сов. командованию стало известно о сосредоточении в р-не оз. Балатон крупных сил противника в целях готовящегося им контрнаступления. Было решено временно перейти. силами 3-го Укр. фронта к обороне, измотать и обескровить противника, после чего перейти в наступление на венском направлении. Нем.-фаш. командование надеялось разгромить войска 3-го Укр. фронта, восстановить фронт обороны по р. Дунай и стабилизировать положение на всём юж. участке сов .-герм. фронта с целью ликвидировать угрозу юж. р-нам Германии и группировкам своих войск в Югославии, Австрии и Чехословакии. Вместе с переброшенной с Зап. фронта 6-й танк. армией СС в р-не оз. Балатон противник сосредоточил 31 дивизию (в т. ч. 11 танк.), 5 боевых групп и 1 моторизованную бригаду (св. 430 тыс. чел., св. 5600 орудий и миномётов, ок. 900 танков и штурмовых орудий и 850 самолётов). Наступление нем.-фашистских войск началось утром 6 марта. Главный удар наносился между озёрами Веленце и Балатон. Сосредоточивая на отдельных участках по 50-60 танков на 1 км фронта, противник пытался расчленить советские войска и выйти к Дунаю. Помимо главного удара, противник наносил 2 вспомогательных удара: из р-на южнее оз. Балатон на Ка-пошвар и с юж. берега р. Дравы на Печ. Стойкость сов. частей и соединений, широкий манёвр на поле боя артиллерийскими средствами и высокое воинское мастерство сов. солдат и офицеров свели на нет все усилия врага. Потеряв свыше 40 тыс. чел., ок. 500 танков и штурмовых орудий, 300 орудий и миномётов, нем.-фаш. войска были вынуждены 15 марта прекратить наступление.

Короткая по времени, но исключительно динамичная и насыщенная упорными боями Б. о. о., наряду с Курским оборонительным сражением (см. Курская битва 1943), является образцом высокой организации и умелого ведения оперативной обороны советскими войсками в ходе Великой Отечественной войны. Успешное завершение Б. о. о. позволило начать проведение Венской операции 1945.

Лит.: История Великой Отечественной войны Советского Союза. 1941 - 1945, т. 5, М., 1963; Великая Отечественная война Советского Союза 1941 - 1945. Краткая история, М., 1965; М и н а-сян М., Освобождение народов Юго-Восточной Европы, М., 1967; Малахов М. М., От Балатона до Вены, М.,1959; его ж'е, Освобождение Венгрии и Восточной Австрии, М., 1965; Будапешт - Вена - Прага, 4 апреля 1945 г., 13 аггоеля 1945 г., 9 мая 1945 г., М.. 1965. М. М. Малахов.

БАЛАТОНФЮРЕД (Balatonfured), баль-неологич. курорт в Венгрии на сев. берегу оз. Балатон, в 136 км к Ю.-З. от Будапешта. Климат умеренно континентальный, с не очень жарким летом (ср. темп-ра июля 22°С), продолжительной солнечной осенью и мягкой зимой (ср. темп-pa янв. -2°С); осадков за год ок. 700 мм. Леч. средства: 11 углекислых источников гидрокарбонатно - сульфатно - кальциево-магниевого типа с высокой минерализацией, вода к-рых используется для питья и ванн; грязелечение. Лечение больных стенокардией, гипертонич. и гипотонич. болезнями, заболеваниями желудочно-кишечного тракта, нарушениями обмена веществ, функциональными расстройствами нервной системы, аллергич. заболеваниями. Санатории и дома отдыха, гидробальнеолечебница, Ин-т кардиологии (с 1949), физиотерапевтич. лечебница, спортивные базы, детские лагеря. Сезон- круглый год.

Лит.: Борисов А. Д., Важнейшие курорты социалистических стран Европы, М., 1967.

БАЛАХАНЫ, посёлок гор. типа в Азерб. ССР, фактически входит в Ленинский р-н г. Баку. 11,3 тыс. жит. (1968). Крупные (с 19 в.) нефтяные промыслы. Машиностроительная промышленность, произ-во резино-технич. изделий.

БАЛАХНА, город, центр Балахнинского р-на Горьковской обл. РСФСР, пристань на прав. берегу р. Волги, в 32 км выше г. Горького. Ж.-д. ст. на ветке Горький - Гидроузел. 33,5 тыс. жит. (1968). Возник в 14/4. Во 2-й пол. 16-18 вв. значит. центр соляного промысла и хлебной торговли. ГРЭС (на торфе), картонная, мебельная и швейная ф-ки, литейно-меха-нич. з-д и др. Близ Б., в пос. Правдинск, Балахнинский целлюлозно-бумажный комбинат им. Ф. Э. Дзержинского. Из памятников архитектуры - Спасская (Никитская) церковь Покровского монастыря (1668), Никольская церковь (1552) и др. Энергетич. техникум. Краеведч. музей.

БАЛАХНИНСКАЯ КУЛЬТУРА, археологическая неолитич. культура кон. 4 - 3-го тыс. до н. э., распространённая в ниж. течении Оки и Ср. Поволжье. Названа по стоянке у г. Балахны в Горьковской обл. РСФСР (известна с кон. 19 в.). Охотни-чье-рыболовческие племена Б. к. жили по берегам рек; на поселениях (2-4 жилища) раскопаны полуземлянки (прямоугольные или округлые) с остатками очагов, нар по стенам, погребов и хоз. ям. Найдены кремнёвые наконечники дротиков, стрел (листовидные и ромбические), скребки, а также шлифованные орудия из известняка и сланца: асимметричные топоры, тёсла, долота. Керамика: большие остродонные и круглодонные толстостенные сосуды, украшенные ямочным и др. орнаментом.

Лит.: Б а д е р О. Н. и Воеводский М. В., Стоянки Балахяинскоп низины, "Изв. Государственной академии истории материальной культуры", 1934, в. 106; Цветкова И. К., Стоянки ба-лахнинской культуры в области нижнего течения Оки, в сб.: Материалы и исследования по археологии СССР, № 110, М.- Л., 1963. В. С. Титов.

БАЛАХНИНСКИЙ ЦЕЛЛЮЛОЗНО-БУМАЖНЫЙ КОМБИНАТ им. Ф. Э. Дзержинского, одно из крупнейших предприятий целлюлозно-бум. пром-сти СССР. Расположен в пос. Прав-динске Горьковской обл. РСФСР. Выпускает газетную бумагу, из отходов - обёрточную бумагу, изоляционные плиты, тех-нич. спирт, литейные крепители, синтетич. дубители и кормовые дрожжи. Строительство комбината начато в 1926. Первая бумагоделат. машина пущена в 1928. До 1933 были пущены 2-я и 3-я машины для выработки полотна газетной бумаги шириной 5,6 м и 4-я - для выработки обёрточной бумаги, в 1954 пущена 5-я машина. В 1960 началась реконструкция комбината. С 1962 по 1967 пущен комплекс быстроходных бумагоделат. машин (№№ 6 и 7) проектной скоростью 750 м/мин и шириной бум. полотна 6,72 м. В составе комбината рейд и лесная биржа, 2 бумагоделат. цеха, з-ды: целлюлозный, 2 древесномассных, сульфитно-спиртовой с выпарным, дрожжевым цехами и отделением дубителей, цех утилизации отходов с отделением изоляц. плит и др. Древесина поступает сплавом и по ж. д. Древесномассные и целлюлозный з-ды вырабатывают полуфабрикаты для бумагоделат. машин. В 1967 выработка бумаги составила 357 тыс. т против 192 тыс. т в 1957. А. П. Ситков.

БАЛАХТА, посёлок гор. типа, центр Ба-лахтинского р-на Красноярского края РСФСР. Расположен на р. Чулым (приток Оби), в 124 км к В. от ж.-д. ст. Ужур (на линии Ачинск - Абакан). 8,5 тыс. жит. (1968). Маслозавод, предприятия автомоб. транспорта, машинно-мелиоративная станция.

БАЛАШ Бела (1884-1949), венгерский писатель. См. Балаж. Б.

БАЛАШ Иван (ум. 1633), предводитель крестьяпско-казацкого восстания в 30-х гг. 17в. в России. По происхождению крестьянин Болдина монастыря. Б. стоял во главе одного из партиз. отрядов, создававшихся во время т. и. Смоленской войны 1632-34 крестьянами и посадскими людьми (отсюда назв. всего движения - "балашовщина"). Действия таких отрядов были направлены не только против польско-литов. вооруж. сил, но и против местных помещиков и вотчинников. В эти отряды начали перебегать солдаты и казаки из регулярной царской армии. Отряд Б., возникший в Дорогобужском у. осенью 1632, участвовал в успешных боях против польских войск в сёлах Кадино и Красное (в р-не Смоленска), в Дорогобужском, Рославльском уездах, под Кричевым и в осаде Стародуба, совершил рейд под Гомель и Чичерск, затем вернулся и расположился лагерем у Стародуба. Отряд Б. разгромил также ряд имений дворян. Царское пр-во, напуганное антифеод. характером движения, начало в янв. 1633 переговоры с Б. о его вступлении в регулярную армию, обещая помилование ему и всем его сторонникам. Но в марте 1633 в бою под Стародубом Б. был схвачен, умер в тюрьме. Смерть Б. не остановила движения. И только к кон. 1634, бросив значит. силы на подавление восстания, пр-ву удалось задушить его. Часть повстанцев ушла на Дон. Лит.: П о р ш н е в Б. ф., Социально-политическая обстановка в России во время Смоленской войны, "История СССР", 1957, № 5. Б. С. Бакулин.

БАЛАШИХА, город в Московской обл. РСФСР. Расположен па р. Пехорка (приток р. Москвы), в 25 км к В. от Москвы. Конечный пункт ж.-д. ветки от ст. Реутово. 92,4 тыс. жит. (1970). Старинный центр текст. пром-сти (с 1830). Хлопкопрядильная и суконная ф-ки, кислородный з-д. Факультет заочного машино-строит. ин-та, с.-х. ин-т заочного образования (пос. Леоново). В 1928 Б. была отнесена к категории посёлков, с 1939 город. В черту города входит б. усадьба Разумовских Горенки (ныне детский санаторий) с дворцом кон. 18 в. (арх. А. А. Менелас) и с пейзажным парком, включавшим крупнейший в России ботанич. сад. Близ Б.- б. усадьба Голицыных Пехра-Яковлевское с церковью-ротондой (1779-85), приписываемой В. И. Баженову.

БАЛАШОВ Александр Дмитриевич [13(24). 7. 1770, Москва, -8 (20). 5. 1837, Кронштадт], русский гос. деятель, ген.-адъютант (1809). В 1804-07 московский, в 1808-09 петерб. обер-полицмейстер, в 1809-10 петерб. воен. губернатор. В 1810-19 мин. полиции. В 1810 чл. Гос. совета. В начале войны 1812 был направлен Александром I для переговоров с Наполеоном I о прекращении воен. действий (см. его воспоминания в "Историческом вестнике", 1883, май). Участвовал в заграничных походах 1813-14. В 1819-28 ген.-губернатор пяти центр. губерний.

БАЛАШОВ Семён Иванович (псевд.- Странник) [11(23).2.1874, дер. Саль-цево Шуйского уезда Владимирской губ.,-3.2.1925],советский партийный деятель. Член Коммунистической партии с 1898. Род. в семье крестьянина. Рабочий-ткач. Участвовал в организации Иваново-Вознесенского к-та РСДРП, один из руководителей Иваново-Вознесенской стачки 1905. В 1906-08 на парт. работе в Орловско-Брянском к-те РСДРП, в Иваново-Вознесенске, Москве. Арестован в нояб. 1908, в 1910 сослан в Сибирь. В 1917 пред. Иваново-Вознесенского к-та РСДРП(б). В 1918 участвовал в борьбе против войск Каледина, в подавлении контрреволюц. мятежа в Ярославле. С 1919 на парт. и сов. работе в Харькове, Полтаве, Москве.

БАЛАШОВ (до 1780 -с. Балашово), город в Саратовской обл. РСФСР (в 1954-57 центр Балашовской обл.). Расположен на р. Хопёр (приток Дона), на автодороге Саратов - Воронеж. Узел ж.-д. линий на Ртищево, Поворино, Тамбов и Камышин. 76 тыс. жит. (1969). Крупный центр лёгкой и пищ. пром-сти.

В Б. работают предприятия: комбинат плащевых тканей, слюдяной комбинат, швейные и обув. фабрики, мебельная фабрика, мясоконсервный комбинат, мельзаводы, маслосырзавод, з-ды маслобойный, сахарный, автотракторных прицепов, авторем., комбикормовый и др.; произ-во стройматериалов. Пед. ин-т, техникумы механизации с. х-ва, пушно-меховой, филиал Саратовского электромеханического, мед. и муз. училища. Краеведческий музей. Драматический театр.

Лит.: Кавунов П. А., Города Саратовской области, 2 изд., Саратов, 1963.

БАЛАШШИ, Балашшa (Balassi) Балинт (20.10.1554, Зойом,-30.5.1594, Эс-тергом), венгерский поэт. Сын крупного феодала; жизнь провёл в походах против тур. завоевателей. Лирика Б. (циклы стихов "Анна", 1578-83; "Юлия", 1588-89; "Целия", 1589), отмеченная простотой, естественностью чувств, любовью к родине и тревогой за неё, - крупнейшее явление лит-ры Возрождения в Венгрии. Б. оказал влияние на формирование венг. лит. языка.

Соч.: Osszes muvei, Bdpst, 1951.

р. К. Россиянов.

БАЛАБАС, порода грубошёрстных жирнохвостых овец мясо-шёрстно-молочного направления. Создана в Закавказье многовековой нар. селекцией. Особенность экстерьера - длинный жирный хвост, спускающийся ниже скакательного сустава, в ниж. части изогнутый в виде буквы S; жировые отложения на хвосте имеют вид двух подушек (большой и малой). Масть овец белая с тёмными отметинами на конечностях, голове, концах ушей. Живая масса баранов 85-90 кг, наибольшая-до 110 кг; маток 55-60, наибольшая-до 75 кг. Убойный выход 45-50%. Жировые отложения на хвосте у баранов до 12 кг, у маток 5-6 кг. Шерсть неоднородная, дл. 11-17 см. Настриг с баранов 2,8-3,2 кг, с маток 2,0-2,1 кг. Выход чистой шерсти 50-65%. Шерсть используется для изготовления ковров, бурок, пригодна и для камвольных тканей. Молочность маток 124-130 кг, в лучших х-вах за лактацию надаивают по 65-70 кг товарного молока. Плодовитость 112-120 ягнят на 100 маток. Овцы хорошо приспособлены к высокогорным пастбищам. Разводят породу в Арм. ССР, в Азерб. ССР, а также на С. Ирана и Турции.

БАЛВЫ, город, центр Балвского р-на Латв. ССР. Расположен на С.-В. республики, на р. Балупе (басс. Даугавы), в 6 км от ж.-д. ст. Балвы (на линии Рига- Пыталово). 4,7 тыс. жит. (1969). Мясокомбинат, маслодельный з-д. Впервые как насел. пункт упоминается в 1224, стал городом в 1928.

БАЛДАНО Намжил Гармаевич (р. 20.10.1907, улус Оронгой Иволгинского аймака), бурятский советский драматург, актёр, режиссёр, нар. арт. Бурят. АССР (1938). Член КПСС с 1940. В пьесах Б. изображены ожесточённая классовая борьба в деревне, победа коллективизации и колх. строя: "Прорыв" (1932), "Один из многих" (1937), "Рыбаки Байкала" (1942), "Баянгол" (1947), "Пламя" (1953). Автор либретто опер и балетов: "Свет над долиной" (1950), "Красавица Ангара" (1957), "Побратимы" (1958). Составил сводный текст эпоса "Гэсэр" (изд. 1959). Награждён 2 орденами.

Соч.: Суглуулагдамал зохёолнууд, т. 1 - 2, Улаан-Удэ, 1967; Пьесэнууд. Улаан-Удэ, 1957; в рус. пер.- Избранное. Пьесы, М., 1959.

Лит.: Найдаков В., Бурятская драматургия, Улан-Удэ, 1959.

БАЛДАХИН (итал. baldacchino, собств. шёлковая ткань из г. Багдада), нарядный церемониальный навес над троном, парадным ложем, церк. алтарём; первоначально матерчатый, позднее также из камня, дерева, металла. В рус. зодчестве известен с 11 в. (под назв. сень и киворий).

БАЛДОНЕ, посёлок гор. типа в Рижском р-не Латв. ССР. Расположен в 33 км к Ю.-В. от Риги и в 16 км от ближайшей ж.-д. ст. Икшкиле. 1,9 тыс. жит. (1969). Произ-во трикотажных и пластмассовых изделий. Бальнеологич. и грязевой курорт (известен с 18 в.). Близ Б.-обсерватория АН Латв. ССР. Лето умеренно тёплое (ср. t июля ок. 18°С), зима мягкая (ср. t янв. -5°С); осадков ок. 650 мм в год. Леч. средства: слабосероводородная минеральная вода, используемая для ванн, и торфяная грязь. Лечение больных с заболеваниями органов движения нетуберкулёзного характера, нервной системы, гинекологич. и нек-ры-ми заболеваниями сердечно-сосудистой системы с недостаточностью кровообращения 1-й степени. Санаторий, грязелечебница, ванное здание, водолечебница. С е з о н - круглый год.

БАЛЕАРСКИЕ ОСТРОВА (Baleares), группа островов в зап. части Средиземного м., в 200 км к В. от Пиренейского п-ова. Состоят из двух больших о-вов - Мальорка и Менорка и арх. Питиусских островов. Образуют провинцию Испании Балеарес. Пл. 5 тыс. км2. Нас. 510,9 тыс. чел. (1969). Адм. ц. и гл. порт - Пальма. В рельефе преобладают низменные и холмистые поверхности; на С.-З. о-ва Мальорка - горный хребет выс. до 1445 м. О-в Менорка - невысокое плато (358 м), крутыми уступами обрывающееся к морю. Развит карст. Климат средиземноморский, с жарким сухим летом и влажной зимой; осадков 400 - 600 мм в год. Рощи кам. дуба и алеппской сосны, заросли маквиса, карликовой пальмы, гарриги. Субтропич. земледелие, гл. обр. плодоводство (цитрусовые, виноград, олива, миндаль, рожки и др.). Рыболовство. Туризм.

До 201 до н. э. Б. о. владел Карфаген, с 123 до н. э. римляне. В 5-8 вв. Б. о. захватывали вандалы, Византия, Франкское королевство. С 798 ими владели арабы. Б. о. были одним из гл. центров пиратства и работорговли. В 1229-35 Б. о. вошли в Арагонское королевство; в 1276 - 1344 существовало самостоят. королевство Майорка. С 15 в. Б. о. в составе Испании (в 1756-63 Б. о. владела Франция, в 1708-82 о. Менорка принадлежал Англии).

БАЛЕЗИНО, посёлок гор. типа, центр Балезинского р-на Удм. АССР. Расположен на лев. берегу р. Чепцы (приток Вятки). Ж.-д. станция на линии Киров - Пермь. 14 тыс. жит. (1968). Льнозавод, лесокомбинат, литейно-механич. з-д, предприятия ж.-д. транспорта.

БАЛЕЙ, город в Читинской обл. РСФСР. Расположен у подножия Борщовочного хр., на р. Унда (басс. Амура), в 55 км к Ю. от ж.-д. ст. Приисковая (на Сиб. магистрали). 28 тыс. жит. (1967). Крупный центр золотодобывающей пром-сти (шахты, открытый карьер, обогатит. ф-ки). Мед. и пед. уч-ща. Возник на месте приискового посёлка Новотроицк; стал городом в 1938.

БАЛЕРИНА (итал. ballerina, от позднелат. ballo-танцую), танцовщица в балетной труппе. Термин вошёл в употребление во 2-й пол. 19 в., после триумфальных выступлений итал. танцовщиц-виртуозок. В дореволюц. России звание Б. присуждалось ведущим танцовщицам имп. балетной труппы (звание было связано с получением определённого оклада и характером партий, исполняемых танцовщицей), В наст. время Б. принято называть всех артисток балета.

Лит.: Худеков С. Н., История танцев, т. 3, СПБ, 1915; Скальков-ский К., В театральном мире, СПБ, 1899.

БАЛЕТ (франц. ballet, от итал. balletto, от позднелат. ballo - танцую), вид сценического иск-ва, содержание которого выражается в танц.-муз. образах. Термин "Б." служит преим. для обозначения ев-роп. Б., сложившегося на протяжении 16-19 вв., но в 20 в. стал трактоваться расширенно, в частности применительно к вост. танц. представлениям.

Европ. Б. возник в эпоху Возрождения. В кон. 14 в. наметилось различие между бытовым и театрализованным танцами. Процесс формирования театр. танца, зародившегося в Италии, а затем и в др. странах, привёл в 15-16 вв. к рождению Б. В 16 в. сценич. танец, ранее входивший в представление в качестве интермедий, получил драматургич. оформление, став частью синтетич. спектакля. Первые спектакли, связанные единым сюжетом, появились во Франции во 2-й пол. 16 в. (напр., "Комедийный балет королевы" Б. Баль-тазарини, 1581). В это время танец был ещё неотделим от слова и пения. В представлениях, дававшихся при дворе, выступали придворные. После появления проф. танцовщиков началось развитие техники танца. К кон. 17 в. были выработаны каноны, регламентирующие тематику и форму балетного спектакля, разработаны виды театр. танца.

В 18 в. в Англии, Австрии, а затем во Франции Б. окончательно сформировался как самостоят. иск-во. В Лондоне балетные спектакли на антич. сюжеты создавали Дж. Уивер и М. Салле. В Вене балетм. Ф. Хильфердинг и Г. Анджоли-ни обратились к трагедиям классицизма. Франц. хореограф Ж. Ж. Новер обобщил и закрепил практику и теорию нового Б. Его спектакли ("Медея и Язон" Ж. Ж. Родольфа, 1763; "Горации и Куриации" И. Штарцера, 1775) отличались целостностью и логич. развитием сюжета. Их содержание раскрывалось с помощью музыки и пантомимы. Последователи Новера-балетм. Ж. Доберваль (автор "Тщетной предосторожности", 1789) и др., сохраняя верность осн. принципам Новера, стремились развивать действенность самого танца. В Дании работал балетм. В. Галеотти. Принципы действенного Б. получили развитие в спектаклях итал. балетм. С. Вигано ("Творения Прометея" Л. Бетховена, 1801 и 1813; "Отелло", 1818).

В России регулярные балетные спектакли ставились с сер. 1730-х гг. Пантомимные Б. классицистского направления насаждали балетм. Хильфердинг, Анд-жолини. Б., близкие стилю сентиментализма, ставил на рубеже 18 и 19 вв. И. И. Вальберх ("Новый Вертер" А. Н. Титова, 1799; "Павел и Виргиния", 1810). Нац. тематика и фольклор использовались в танц. интермедиях и дивертисментах (особенно в период Отечеств. войны 1812).

Достижения Б. как во Франции, так и в России подготовили возникновение романтич. Б., черты к-рого проявились уже в 1820-х гг. в спектаклях Ш. Дидло ("Зефир и Флора" К. Кавоса, 1818; "Кавказский пленник, или Тень невесты" К. Кавоса, 1823) и его последователя А. П. Глушковского ("Руслан и Людмила, или Ниспровержение Черномора, злого волшебника" Ф. Шольца, 1812). Романтич. Б., окончательно сформировавшийся во Франции в 1830-х гг., стал одной из вершин развития хореографич. иск-ва 19 в. В романтич. образах отразилось обобщённое идеализированное представление о человеке. В Б. балетм. Ф. Тальони, поставленных для танцовщицы М. Тальони ("Сильфида" Ж. Шнейцгоффера, 1832; "Дева Дуная" А. Адана, 1836), возник новый стиль танца (развилась прыжковая техника, появился женский танец на пальцах). Лучшее произведение этого направления - Б. "Жизель" Адана, поставленный Ж. Перро (1841). Видной танцовщицей романтич. Б. была Ф. Эль-слер. Балеты Перро ("Эсмеральда" Ч. Пуньи, 1844; "Корсар" Адана, 1858), близкие иск-ву поэтов-романтиков, связанному с нац.-освободит. идеями, воздействовали пафосом, эмоциональной силой. Одним из ответвлений романтич. Б. были лирич. танц. драмы дат. балетм. А. Бурнонвиля ("Неаполь" X. Паулли, Э. Хельстеда, Н. В. Гаде, X. К. Люмбье, 1842; "Свадебный поезд в Хардангере" Паулли, 1853).

Во 2-й пол. 19 в. с кризисом романтизма балетное иск-во в Европе стало терять глубокое человеческое содержание, сближалось с феерией, ревю. Эти черты проявились в творчестве А. Сен-Леона ("Пакеретта" П. Бенуа и Ч. Пуньи, 1851; "Конёк-Горбунок" Пуньи, 1864). Хотя рус. театр отдал дань этой моде, здесь распадформы романтич. спектакля не привёл к вырождению Б. Ранние балеты М. И.Пе-типа сохраняли отчасти сюжетную цельность, характерную для предыдущего периода. В дальнейшем складывалась новая эстетика монументального балетного спектакля, где сценарная фабула излагалась в пантомимных сценах, а осн. идея произв. рождала обобщённые образы больших танц. ансамблей. Танец достиг высокой выразительности и тех-нич. совершенства в балетах Петипа, находившего основу в музыке. Поэтому значит. явлением был приход композиторов-симфонистов в балетный театр.

Танц. ансамбли "Спящей красавицы" П. И. Чайковского (1890), "Раймонды" А. К. Глазунова (1898), поставленные Петипа, "Щелкунчик" (1892) и "Лебединое озеро" (1895) Чайковского, поставленные Л. И. Ивановым и Петипа, обобщали мысли, чувства подобносимфонич. музыке.

В 20 в. на путь реформ встал М. М. Фокин. Он ввёл Б. в круг идей и образов, характерных для иск-ва этого времени, в частности для эстетич. принципов "Мира искусства". Его Б. "Павильон Армиды" Н. Н. Черепнина (1907), "Шопениана" на музыку Ф. Шопена (1908), "Карнавал" на музыку Р. Шумана (1910), "Жар-Птица" и "Петрушка" И. Ф. Стравинского (1910 и 1911) стилистически и тематически были близки художникам "Мира искусства", с которыми сотрудничал М. М. Фокин, перекликались с совр. поэзией, исканиями театр. режиссуры. В одноактных балетах Фокина, драматургически завершённых и цельных, на смену канонич. танц. композициям (па-де-де, гран па и др.) пришла новая хореография: динамич. танц. пантомима, танец, проникнутый мимич. выразительностью. В нач. 20 в. попытку реформировать Б. предпринял также А. А. Горский, стремившийся к реалистич. мотивировке действия ("Дочь Гудулы" А. Ю.Симона, 1902; "Саламбо" А. Ф. Арендса, 1910).

Борьба академич. и нового направлений отразилась на исполнительском иск-ве. К академич. формам тяготели М. Ф. Кшесинская, О. И. Преображенская, Е. В. Гельцер. В экспериментах Фокина участвовали Т. П. Карсавина, В. Ф. Нижинский, к-рый проявил себя и как балетмейстер, введя в Б. мотивы экспрессионизма ("Послеполуденный отдых фавна" на музыку К. Дебюсси, 1912; "Весна священная" И. Ф. Стравинского, 1913). Выдающаяся рус. балерина А. П. Павлова выразила идеи своего времени в классич. формах Б.

На рубеже 19 и 20 вв. рус. Б. определился как один из наиболее развитых видов нац. культуры. К этому времени Б. как самостоятельный и творчески развивающийся вид иск-ва существовал только в России. Поэтому достижения рус. мастеров сказались на развитии мировой хореографии. Под прямым воздействием рус. Б. возродился балетный т-р в Зап. Европе и Америке. Б. получил распространение и в странах, ранее его не знавших. Та невиданная популярность, к-рую приобрело в 20 в. танц. иск-во, имеет основой прежде всего достижения рус. Б.

В 1-й четв. 20 в., в особенности после организации "Русских сезонов" за границей (см. С. П. Дягилев), к-рые начиная с 1909 проводились в Париже и Лондоне, интерес к Б. ещё более возрос. Возникали различные школы "свободного" танца (иначе "танца модерн", ритмопла-стич. танца), родоначальником к-рого явилось иск-во А. Дункан. Всё большее внимание уделялось и нар. танцам. К сер. 20 в. в результате всех этих влияний, по-разному сочетавшихся с особенностями нац. традиций, почти в каждой стране сформировалась своя нац. школа Б.

Во Франции до 1929 работала созданная на основе труппы "Русских сезонов" труппа "Русский балет С. П. Дягилева" (балетм. Л. Ф. Мясин, Дж. Баланчин, Б. Ф. Нижинская), где фокинские традиции получили дальнейшее развитие, видоизменяясь под влиянием совр. франц. живописи (П. Пикассо, Ф. Леже и др.) и музыки. В 20-30-е гг. активизировалась деятельность балетной труппы парижского театра "Гранд-Опера" (балетм. С. Лифарь и др.). С конца 1940-х гг. создаются новые коллективы, возглавляемые Р. Пти, М. Бежаром, Ж. Шарра, активно стремившимися приобщить Б. к темам и образам современности.

Балетное иск-во Англии восприняло принципы рус. Б., сохраняя традиции англ. театра пантомимы. Это нашло выражение в ранних постановках балетм. Н. де Валуа ("Иов" Р. Воан-Уильямса, 1931), в трагич. пантомимных спектаклях Р. Хелпмена ("Гамлет" на муз. П. И.Чайковского, 1942), а также в пародийных, фарсовых представлениях, нередко связанных с англ. юмористич. лит-рой, сати-рич. живописью ("Фасад" У. Уолтона, балетм. Ф. Аштон, 1931; "Карьера мота" Г. Гордона, балетм. Н. де Валуа, 1935).

В США балетм. Дж. Баланчин создаёт бессюжетные Б., где получили развитие принципы, некогда провозглашённые М. И. Петипа: танц. движения здесь воспринимаются как зрительная аналогия музыке. Широко используется "свободный" танец (М. Грэхем, Д. Хамфри и др.). В постановках балетм. А. Тюдора ("Огненный столп" на муз. А. Шёнберга, 1942), А. де Милль он сочетается с классическим. Особую группу составляют Б. бытового и фольклорного характера ("Родео" А. Копленда, балетм. А. де Милль, 1942). В 1930-х гг. возрождается дат. Б., хранивший на протяжении почти столетия традиции Бурнонви-ля. Началось возрождение Б. в Италии, Австрии, Швеции. После 2-й мировой войны распространился Б. в Югославии, Голландии, ФРГ. Получил развитие Б. в Польше, Венгрии, балетные театры организованы в Чехословакии, ГДР, Румынии, Болгарии. Появился Б. в странах, ранее не имевших балетного иск-ва (Турция, ОАР, Япония, Австралия и др.). В Испании началось возрождение и распространение исп. классич. танца (танцовщики Архентина, Антонио). В странах Лат. Америки балетмейстеры пользуются сочетаниями нац. и "свободного" танца (Мексика), "свободного" и классич. танца (Чили, Куба).

В странах Азии (Индия, Индонезия, Цейлон, КНДР и др.) возрождаются нац. традиции нар. и сценич. танца, на основе к-рого создаются и совр. спектакли. Танц. фольклор изучается также в странах Африки, где в 50-60-е гг. созданы коллективы, выступающие с нар. танцами.

Сов. Б. начал складываться сразу после Окт. революции. Вбирая в себя достижения прошлого - традиции академич. Б. и фокинского направления, сов. балетный театр преобразовал и обогатил их. Многонац, сов. Б. однороден по своим художественно-эстетич. принципам, его иск-во доступно массам, он утверждает принципы социалистич. гуманизма. Общим для всех мастеров Б. является реалистич. метод. Но единство идейных и методоло-гич. принципов не исключает разнообразия форм.

Сов. Б. прошёл неск. этапов развития. 1920-е гг. были отмечены напряжёнными поисками нового, революционного и совр. содержания и соответствующих ему новых форм. Балетм. Ф. В. Лопухов утвердил танц. аллегорию, танц. плакат ("Красный вихрь" В. М.Дешевова, 1924), танц. симфонию ("Величие мироздания" на муз. Л. Бетховена, 1923), формы нар. театра, действенного, сатирически окрашенного ("Пульчинелла" И. Ф. Стравинского, 1926). К. Я. Голейзовский стремился передать ощущение современности в эмоц. действии, используя музыку А. Н. Скрябина, К. Дебюсси, С. С. Прокофьева. Тема духовной свободы раскрыта в его постановке "Иосиф Прекрасный" С. Н. Василенко (1925). Одновременно тщательно сохранялись и лучшие Б. прошлого. Эти два осн. направления - сохранение традиций и новаторство - объединились к концу десятилетия. В Б. "Ледяная дева" на муз. Э. Грига (балетм. Ф. В. Лопухов, 1927) были созданы большие танц. ансамбли, построенные на классич. танце с элементами акробатики. В "Красном маке" Р. М. Глиэра (балетм. Л. А. Лащилин и В. Д. Тихомиров, 1927) выявились поиски психологич. правды в обрисовке характера героини, а массовый танец "Яблочко" предвосхитил появление героич. плясок, которые стали одним из завоеваний последующего десятилетия. В Б. балетм. В. И. Вайно-нена ("Пламя Парижа" Б. В. Асафьева, 1932) и В. М. Чабукиани ("Сердце гор" А. М. Баланчивадзе, 1938; "Лауренсия" А. А. Крейна, 1939) эта тенденция проявилась наиболее отчётливо. На рубеже 20-30-х гг. возник также новый тип "героического" артиста балета, энергично, действенно воспринимающего жизнь: М. Т. Семёнова, А. Н. Ермолаев, В. М. Чабукиани.

С сер. 30-х до сер. 50-х гг. главенствующим жанром сов. Б. была многоактная танц. драма, черпавшая сюжеты из классич. лит-ры. В эти годы вырабатывались новые принципы драматургии - сценарной, музыкальной, хореографической. Постановщики добивались непрерывного развития действия, достоверности характеров. Балетмейстеры, наиболее успешно работавшие в этом направлении: Р. В. Захаров ("Бахчисарайский фонтан" Б. В. Асафьева, 1934), Л. М. Лавровский ("Ромео и Джульетта" С. С. Прокофьева, 1940), В. П. Бурмейстер("Лола" С. Н. Василенко, 1943). Тенденции драматич. балета получили яркое выражение в иск-ве Г. С. Улановой. Одновременно с ней прославились К. М. Сергеев, Т. М. Вече-слова, Н. М. Дудинская, О. В. Лепе-шинская, А. М. Мессерер, М. М. Га-бович.

В 30-х гг. начали возникать балетные театры во мн. республиках, даже в тех, народы к-рых в прошлом не только не знали Б., но подчас не имели и танцев.

Известность получили Б.: на Украине "Лилея* К. Ф. Данькевича, "Лесная песня" М. А. Скорульского (балетм. С. Н. Сергеев, 1946; В. И. Вронский, 1958); в Белоруссии "Соловей" М. Е. Крошнера (балетм. А. Н. Ермолаев, 1939); в Узбекистане "Се-мург" Б. В. Бровцына (балетм. И. Юсупов, 1964); в Казахстане "Камбар и Назым" В. В. Великанова (балетм. М. Ф. Моисеев, 1938, Д. Абиров, 1959); в Грузии многочисл. постановки В. М. Чабукиани ("Синатлэ"

Г. В. Киладзе, 1947; "Горда" Д. А. Торадзе, 1949; "Отелло" А. Д. Мачавариани, 1957); в Азербайджане "Девичья башня" А. Ба-