загляните на купон-скидку или справочники: окна kbe, окна veka, окна rehau, остекление балкона, остекление лоджии, изготовление окон, монтаж окон, остекление, производство окон, металлопластиковые окна, окна пвх, пластиковые окна, установка окон, стеклопакеты и евроокна.



ВСЁ О СТРОИТЕЛЬСТВЕ, ЖЕЛЕЗОБЕТОНЕ, БЕТОНЕ, АРХИТЕКТУРЕ И НЕ ТОЛЬКО...:
ОПРЕДЕЛЕНИЯ:

АСФАЛЬТИРОВАНИЕ, устройство асфальтобетонных покрытий на автомобильных дорогах, улицах, аэродромах и т. п. путём укладки и уплотнения асфальтобетонной смеси по предварительно подготовленному основанию. В зависимости от назначения покрытия асфальтобетонную смесь (асфальтобетон) укладывают в один или два слоя на основание из щебня, гравия (нежёсткое основание) или бетона (жёсткое основание). Нижний слой толщиной 4-5 см устраивают из крупно- или среднезерни-стой смеси с остаточной пористостью 5-10% ; верхний слой толщиной 3-4 см-из средне- или мелкозернистой смеси (остаточная пористость 3-5%). При тяжёлых нагрузках и интенсивном движении транспорта покрытия устраивают 3-4-слойными общей толщиной 12-15 см. АСФАЛЬТИРОВАНИЕ начинается с очистки основания от пыли и грязи механич. дорожными щётками и поливомоечными машинами, исправления неровностей основания, обработки его поверхности жидким битумом или битумной эмульсией. Асфальтобетонная смесь приготовляется в асфальтобетоно-смесителях на стационарных или полустационарных заводах (установках), доставляется на место автомобилями-самосвалами и загружается в приёмный бункер асфалътобетоноукладчика, к-рый укладывает, разравнивает и предварительно уплотняет смесь. Окончат. уплотнение осуществляется катками дорожными. .


КОММУНАЛЬНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО, отрасль строительства, занятая сооружением объектов, связанных с обслуживанием жителей городов, посёлков городского типа, районных сельских центров и населённых пунктов сельской местности. В числе этих объектов: системы водоснабжения и канализации с очистными сооружениями и сетями; сооружения городского электрического транспорта с путевым, энергетическим хозяйством, депо и ремонтными предприятиями; сети газоснабжения и теплоснабжения с распределительными пунктами, районными и квартальными котельными; электрические сети и устройства напряжением ниже 35 кв; гостиницы; городские гидротехнические сооружения; объекты внешнего благоустройства населённых мест, озеленения, дороги, мосты, путепроводы, ливнестоки; предприятия санитарной очистки, мусороперерабатывающие и др. Планомерное развитие КОММУНАЛЬНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА в СССР началось ещё в 1-й пятилетке и осуществлялось нарастающими темпами до начала Великой Отечеств, войны 1941-45. В годы 4-й пятилетки (1946-50) проводились работы по восстановлению объектов коммунального назначения, разрушенных во время нем.-фаш. оккупации. В последующие годы КОММУНАЛЬНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО велось высокими темпами в связи с бурным развитием промышленности, культуры, увеличением численности городов и посёлков городского типа .
ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО, теория и практика планировки и застройки городов (см. Город). ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО определяют социальный строй, уровень развития производственных сил, науки и культуры, природно-климатичие условия и национальные особенности страны. ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО охватывает сложный комплекс социально-экономических, строительно-технических, архитектурно-художественных, а также санитарно-гигиенических проблем. Общим для ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО досоциалистических формаций является большее или меньшее влияние на него частной собственности на землю и недвижимое имущество..
ЗЕЛЁНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО, составная часть современного градостроительства. Городские парки, сады, скверы, бульвары, загородные парки (лесопарки, лугопарки, гидропарки, исторические, этнографические, мемориальные), национальные парки, народные парки, тесно связанные с планировочной структурой города, являются необходимым элементом общегородского ландшафта. Они способствуют образованию благоприятной в санитарно-гигиеническом отношении среды, частично определяют функциональную организацию городских территорий, служат местами массового отдыха трудящихся и содействуют художественной выразительности архитектурых ансамблей. При разработке проектов садов и парков учитывают динамику роста деревьев, состояние и расцветку их крон в зависимости от времени года.

Главная страница
Поиск по сайту
Оглавление страниц

Объяснение слов: словарь, справочник, информация. Строительство, экономика, промышленность - все сферы жизни: от А до Г, от Г до П и от П до Я

ечивающий взлёт и посадку самолётов в двух взаимно противоположных направлениях. Большинство А. в СССР сооружают с одной лётной полосой, обеспечивающей достаточно высокую интенсивность движения. Нек-рые крупные советские и зарубежные А. имеют неск. лётных полос, расположенных параллельно или под углом друг к другу. Длина лётных полос, в зависимости от класса А., бывает от 1000 до 5000 м, ширина - от 200 до 360 м. Лётные полосы наибольшей длины, как правило, располагаются в направлении преобладающих ветров и эксплуатируются более интенсивно; они наз. главными, остальные - вспомогательными. На лётной полосе выделяется рабочая площадь, в пределах к-рой устраивается взлётно-посадочная полоса с искусств. покрытием, радио- и светосигнальным оборудованием, обеспечивающими круглосуточную и круглогодовую работу авиации. К лётным полосам примыкают к о н ц е в ы е п о л о с ы б е з о п а с н о с т и - спланированные участки земли, используемые для предотвращения опасности аварии в случаях выкатывания самолёта за пределы лётной полосы при преждевременной посадке или прерванном взлёте. Вдоль лётных полос предусматриваются б о к о в ы е п о л о с ы б е з о п а сн о с т и для движения самолётов по грунту в случае возможных отклонений за пределы рабочей площади при пробеге. Рулёжные дорожки - пути для руления и буксировки самолётов, соединяющие между собой отд. элементы А. и служебную зону. Рулёжные дорожки подразделяются на основные (магистральные и соединительные) и вспомогательные.

Важнейший элемент А.- воздушные подход ы-возд. пространство, примыкающее к концам лётной полосы в направлении взлётов и посадок самолётов. Для обеспечения самолётам точности захода на посадку по приборам используют системы радиомаяков (курсовых, глиссадных, маркерных и др.).

Конечный этап посадки самолётов осуществляется с помощью системы огней высокой интенсивности. Т. н. огни приближения устанавливают на продолжении оси взлётно-посадочных полос на расстоянии ок. 1000 м от её торца. Поперёк линии огней приближения располагают 5 или 6 световых горизонтов (на расстоянии 150 м друг от друга). Вдоль взлётно-посадочных полос размещают (с интервалом 7,5-15 м) осевые огни. Для посадки самолётов в особо сложных метеорологических условиях на крайних участках взлётно-посадочных полос устанавливают огни зоны приземления (т. н. световой ковёр).

Управление возд. движением осуществляется при помощи средств радиолокац. контроля, возд. и наземной связи.

Лит.: Изыскание и проектирование аэродромов, под ред. В. Ф. Бобкова. М., 1963; Строительство аэродромов, М.. 1968. Л. И. Горецкий, Ф. Я. Зайцев, И. П. Иванов.

АЭРОДРОМНОЕ ПОКРЫТИЕ, искусственно создаваемое покрытие на взлётно-посадочных полосах, рулёжных дорожках, местах стоянок самолетов, перронах и предангарных площадках аэродромов для обеспечения бесперебойной круглогодичной эксплуатации.

По условиям работы различают два осн. вида А. п.: жёсткие (конструкции из достаточно упругих материалов, способные распределять нагрузки от самолёта на большую площадь, что достигается их работой на изгиб) и нежёсткие (покрытия, обладающие весьма малым сопротивлением изгибу, работающие гл. обр. на сжатие и передающие нагрузки от самолёта на сравнительно небольшую площадь грунтового основания).

Типы А. п. и их конструкции назначаются в зависимости от классов аэродромов и категории расчётных нагрузок. Поверхность А. п. должна обеспечивать безопасность движения самолётов с требуемыми скоростями, а также естеств. сток поверхностных вод. Максимально допустимые продольные и поперечные уклоны и радиусы вертикальных сопрягающих кривых для различных участков А. п. предусматриваются спец. технич. требованиями.

А. п. жёсткого типа могут быть: монолитные - из предварительно напряжённого железобетона, ненапряжённого железобетона или цементобетона; сборные - из предварительно напряжённых железобетонных плит заводского изготовления. Осн. тип монолитного предварительно напряжённого А. п.- струнобетонное покрытие, армированное в продольном направлении высокопрочной проволокой. Поперечное армирование выполняется стержневой арматурой с натяжением на затвердевший бетон. Монолитные железобетонные А. п. делают из плит дл. 20 - 25 м, шириной, равной ширине бетоноукладочной машины. Сборные А. п. из предварительно напряжённых железобетонных плит применяются гл. обр. при необходимости стр-ва и ввода в эксплуатацию покрытий в короткие сроки, при про-из-ве работ в зимних условиях, на рулёжных дорожках, местах стоянок и на др. площадях, где затруднено эффективное использование бетоноукладочных машин. Размеры плит в сборных А. п. принимаются максимальными, исходя из технологич. возможностей их заводского изготовления, с учётом грузоподъёмности трансп. средств и кранов, используемых при монтаже покрытий, но не менее (в м) 2x4 для прямоугольных плит и 3X3 - для квадратных. Устойчивость плит в покрытии обеспечивается применением специальных стыковых соединений на сварке.

А. п. нежёсткого типа бывают: асфальтобетонные; чёрные щебёночные и гравийные (устраиваемые способом пропитки или смешения на месте); грунтовые, укреплённые вяжущими материалами.

Лит.: Жесткие покрытия аэродромов, М., 1961; Строительство аэродромов, М., 1968. Л. И. Горецкий, Ф. Я. Зайцев.

АЭРОДРОМНЫЙ МАНЁВР АВИАЦИИ, полное или частичное перебазирование авиац. частей, соединений, объединений и частей обслуживания на др. аэродромы. Совершается с целью: перегруппировки или создания новой группировки сил авиации; перенесения её усилий с одного направления на другое; приближения к линии фронта базирования авиачастей и увеличения радиуса действия самолётов при выполнении боевых задач в ходе операции; скрытия истинных р-нов базирования авиации. Осн. требованиями к А. м. а. являются его своевременность, быстрота и скрытность. При осуществлении А. м. а. напряжение боевых действий авиации обычно не снижается.

АЭРОЗОЛИ (от аэро... и золи), системы, состоящие из твёрдых или жидких частиц, взвешенных в газообразной среде. По характеру образования различают дис-пергац. и конденсац. А. Диспергац. А. возникают: 1) при разбрызгивании жидкостей - таковы водяные туманы, образующиеся в водопадах, при морском прибое, в фонтанах и пр., А. из слизи, образующиеся при кашле и чихании, А. из инсектицидов, получаемые с помощью аэрозольных баллончиков; 2) при измельчении твёрдых тел и взмучивании порошков - напр., пыль, поднимаемая с земли ветром, автомоб. колёсами, при подметании или образующаяся при пересыпании тонких порошков (муки, мела и пр.), в камнедробилках, при разрушении каменных стен, отбивании угля, шлифовании и т. д. Конденсац. А. появляются при конденсации паров - таковы природные облака, состоящие из водяных капелек или ледяных кристалликов, возникающих при конденсации водяного пара атмосферы, и близкие к облакам наземные туманы. При выплавке металлов пары их сгорают, а продукты горения конденсируются с образованием дыма, состоящего из твёрдых частиц металлич. окислов. Примерно так же образуется дым и при горении топлива (в печах, автомобильных моторах), табака, пороха и различных органич. веществ, но в этом случае, помимо твёрдых частиц сажи, в дыме содержатся ещё капельки смолистых веществ.

Свойства А. определяются природой вещества, из к-рого состоят частицы, природой газовой среды, а также концентрацией А. по массе (т. е. общей массой частиц, содержащихся в единице объёма А.), и счётной концентрацией (числом частиц в единице объёма), размером, формой и зарядом частиц. Все эти величины могут иметь самые различные значения. Так, в безветренную ясную погоду за городом в 1 л воздуха содержится неск. десятков тысяч частиц с общей массой меньше 10-4 мг, а в шахте вблизи работающего угольного комбайна - миллиарды частиц с массой до неск. десятков мг. Только с поверхности морей и океанов в атмосферу ежегодно поднимается в виде А. ок. 1010 т соли. Размер частиц в А. колеблется примерно от 1 км до долей мм; напр., размеры капелек облаков 5-50 мкм, частиц табачного дыма - десятые доли мкм; в пыли содержатся обычно частицы весьма различных размеров. Частицы диспергационных А. имеют довольно большие электрич. заряды, как положительные, так и отрицательные. В конденсационных А., образовавшихся при не очень высокой темп-ре, частицы не заряжены, но постепенно приобретают небольшие заряды, захватывая лёгкие ионы, всегда присутствующие в газах.

Важнейшие процессы, происходящие в А.,- седиментация, броуновское движение, коагуляция и испарение частиц. Скорость седиментации (оседания под действием силы тяжести) пропорциональна приблизительно квадрату размера частиц и составляет неск. десятков см/сек для частиц размером 100 мкм, неск. мм/сек для частиц в 10 мкм и чрезвычайно мала для частиц меньше 1 мкм. Броуновское движение частиц тем интенсивнее, чем они мельче, и делается заметным лишь в случае частиц меньше 1 мкм. Под действием броуновского движения частицы осаждаются на любых поверхностях, с к-рыми А. соприкасаются, под действием же седиментации - лишь на обращённых кверху поверхностях, и на них поэтому всегда гораздо больше пыли, чем на вертикальных стенках. Коагуляция А. происходит при столкновениях между частицами под действием броуновского движения, неодинаковой скорости седиментации частиц разной величины, нагоняющих друг друга, под влиянием электрич. сил и пр. Твёрдые частицы слипаются при столкновениях, а жидкие сливаются, и число "свободных" частиц уменьшается. Скорость коагуляции, т. е. уменьшение числа частиц в единицу времени, пропорциональна квадрату их концентрации. Поэтому при концентрации 1010 в см3 она уменьшается вдвое за 0,7 сек, а при концентрации 106 в см3 - за 12 мин. Испарение частиц наблюдается в А. из летучих веществ, напр, при "таянии" облаков. Все эти процессы приводят к разрушению А., однако обычно одновременно происходит образование новых частиц упомянутыми выше путями.

Важнейшие оптич. свойства А.- рассеяние и поглощение ими света. При пропускании светового пучка через А. (напр., лучей прожектора через атмосферу ночью или солнечных лучей через щель в затемнённую комнату) наблюдается светящийся конус Тиндаля, тем более яркий, чем выше концентрация и размер частиц. Отд. рассеивающие свет частицы удобно наблюдать с помощью ультрамикроскопа, однако рассеяние света быстро падает с уменьшением размера частиц и таким путём можно видеть лишь частицы больше 0,1 мкм. Тонкие А. рассеивают преим. короткие световые волны и кажутся поэтому голубоватыми, напр. дым, выходящий из горящего конца сигарет.

А. играют большую положит. роль в жизни человека. Облака - важнейшее звено в круговороте воды в природе; поглощая солнечные лучи и тепловое излучение Земли, они умеряют и жару, и холод. Опыление многих растений, в том числе злаков, осуществляется А. из цветочной пыльцы. Всё жидкое и почти всё твёрдое топливо сжигается ныне в виде А. Борьба с вредителями и болезнями культурных растений и лесов ведётся с помощью А. из ядохимикатов (см. Аэрозольный генератор). Мн. важные технич. материалы, напр. сажу, получают в виде А. Большое значение приобретает аэрозолътерапия и аэрозольная иммунизация людей и домашних животных. А. успешно применяют для борьбы с градобитием.

Вместе с тем нек-рые А. приносят большой вред. Огромную опасность представляют радиоактивные А., образующиеся при атомных взрывах, при добыче и переработке расщепляющихся материалов. Пыль, содержащая кремнезём, вызывает тяжёлое заболевание лёгких - силикоз; не менее опасна бериллиевая, свинцовая, хромовая пыль. Поэтому борьба с производственной пылью - одна из важнейших задач пром. гигиены. Бактериальные А., содержащие болезнетворные микроорганизмы и образующиеся при кашле и чихании больных, могут служить источником инфекц. болезней, в т. ч. гриппа. Природные туманы препятствуют посадке самолётов. Пыльные бури - настоящее бедствие для жарких, сухих безлесных местностей. Борьба с аэрозольным загрязнением атмосферы в промышленных центрах-одна из важных проблем (см. Воздушный бассейн, Дым).

А., содержащиеся в атмосфере, часто наз. атмосферными аэрозолями.

Лит.: Фукс Н. А., Механика аэрозолей, М., 1955; Аэрозоли, пер. с чеш., М., 1964; Грин X., Лейн В., Аэрозоли - пыли, дымы и туманы, пер. с англ., Л., 1969, Н. А. Фукс.

АЭРОЗОЛЬНЫЙ ГЕНЕРАТОР в сельском хозяйстве, машина для образования термомеханич. способом ядовитых туманов (аэрозолей) и их распыления при борьбе с насекомыми и клещами - вредителями с.-х. культур, садовых и лесных насаждений, а также при обработке с.-х. помещений. А. г. имеет камеру сгорания, резервуары для рабочего раствора (яда) и бензина, насосы для подачи топлива и. раствора, систему зажигания топливно-воздушной смеси, распиливающее устройство, нагнетатель воздуха. Образующиеся в камере сгорания горячие газы, проходя через распыливающее устройство, испаряют рабочий раствор. Вылетая из сопла рас-пыливающего устройства, смесь смешивается с наружным воздухом, охлаждается и превращается в туман. В СССР выпускают для с. х-ва генераторы АГ-УД-2 (рис. 1) шириной захвата 50-100 м, ОАН "Ракета" (рис. 2) шириной захвата 60-90 м ч АПП-0,5 "Микрон" (рис. 3) шириной захвата до 10 м. Производительность их колеблется от 1,7 (АПП-0 5 "Микрон") до 60 (ОАН "Ракета") га/ч в зависимости от условий работы. Рабочие органы А. г. приводятся в действие от собственного двигателя (АГ-УД 2) или вала отбора мощности трактора (ОАН "Ракета"). Генератор АПП-0,5 "Микрон" после первых вспышек работает автоматически. Во время работы генератор АГ-УД-2 перевозят в кузове автомобиля или тракторного прицепа, ОАН "Ракета" навешивают на трактор средней мощности. Генератор АПП-0,5 "Микрон" используют для работы в тачечном или ранцевом вариантах.

Лит.: Шамаев Г. П., Хмелев П. П., Справочник по машинам для борьбы с вредителями и болезнями сельскохозяйственных культур, М., 1967.


АЭРОЗОЛЬТЕРАПИЯ (от аэро..., золи и терапия), лечебное применение дисперсных систем аэрозолей. Использование аэрозолей лечебного, профилактич., диагностич. и наркотич. назначения основано на возможности быстрого и безболезненного нанесения нужных лекарств. веществ на раневые поверхности, слизистые оболочки и дыхат. пути лёгких, откуда эти вещества поступают в кровь. Различают естественную и искусственную А.

Естественная А.-вдыхание в природных условиях чистого воздуха, содержащего полезные примеси в виде ионов элементов морской воды, леч. минеральной воды, веществ, выделяемых растениями (хвойными, камфорным деревом, липой, лавром, различными травами и пр.), и фитонцидов.

И с к у с с т в е н н а я А. может производиться окуриванием (фумигация) открытых ран и поражённых заболеванием участков кожи, вдыханием дыма (курение) лекарств. трав, а также чистого или с лекарственными веществами горячего пара (см. Ингаляция). Большое распространение получила А. с использованием различных аппаратов-распылителей. Для А. употребляются аэрозоли сухие, влажные, масляные местного и общего действия. Возможно распыление морской и минеральной воды, разных растворов солей, настоев лекарств. трав, фитонцидов, ферментов, гормонов, витаминов, антисептич. препаратов, мн. антибиотиков и др. Методом ингаляции А. осуществляется при заболеваниях дыхат. путей и лёгких и нек-рых др. болезнях.

Профилактич. вдыхание аэрозолей назначают при бациллоносительстве, в целях предупреждения операционных осложнений, а также для растворения или облегчения выведения из лёгких вредных производств. аэрозолей.

Одним из видов искусств. А. является электро аэрозольтерапия, заключающаяся в том, что аэрозолям придают положит. или отрицат. электрозаряд. Для электроаэрозольтерапии применяют спец. аппараты - электроаэро-зольгенераторы.

Лит.: Эйдельштейн С. И., Основы аэрозольтерапии, М., 1967.

Н. М. Воронин.

АЭРОИОНОТЕРАПИЯ (от аэро..., ионы и терапия), лечение ионизованным воздухом. А. основана на свойстве атомов и молекул газов, а также взвешенных в воздухе мельчайших частиц различных веществ (аэрозолей) приобретать электрические заряды под действием излучения радиоактивных элементов, ультрафиолетового и рентгеновского излучений, космич. лучей, электрич. разрядов, источников высокой темп-ры, от трения воздуха о твёрдые предметы - иглы хвойного леса, снежные, песчаные поля и т. п. Леч. действие аэроионов, вероятно, связано с повышенной химич. активностью полезных аэрозолей и газообразных веществ, прежде всего молекул кислорода, легко приобретающих отрицат. заряд, молекул углекислого газа с положит. зарядом, а также др. ионов микроэлементов воздуха. Не исключено влияние аэроионов на ионный обмен или перегруппировку ионов в живых средах организма. Доказано рефлекторное действие и возможность аэроионофореза (введение аэроионов через кожу) при мощном потоке генерируемых аэроионов, направленных на кожные или слизистые покровы тела. Различают естеств. и искусств. А. Естественная А. состоит в длит. пребывании (часами и днями) в местах с чистым ионизованным воздухом (в горах, среди зелени, вблизи водопадов, бурных рек, гейзеров, морских прибоев и пр.). При этом повышается работоспособность, улучшается течение нек-рых заболеваний, уменьшается кислородная недостаточность организма. Т. о., пребывание в природных условиях с повышенной ионизацией воздуха имеет профилактич. и леч. значение.

Искусственная А. осуществляется при помощи аэроионизаторов (генераторов аэроионов), к-рые производят аэроионы обоих знаков, но одни ионы нейтрализуются электрич. фильтром и к пациенту поступают практически аэроионы одного знака, чаще отрицательные. В воздухе, поступающем из аэроионизаторов в дыхат. пути или на кожу пациента, содержание аэроионов составляет 1 млн. в 1 см3 и выше. А. применяют при лечении нек-рых форм сердечно-сосудистых заболеваний, нервных нарушений, болезней дыхат. путей, лёгких и др. Одним из методов А. является электростатич. душ (см. Франклинизация), который назначают при открытых ранах, трофич. язвах, нарушении или ослаблении деятельности молочных желез, нек-рых нервных и внутр. заболеваниях. А. усиливает действие различных лекарств, аэрозолей (см. Аэрозолътерапия).

Лит.: Васильев Л. Л., Теория и практика лечения ионизированным воздухом, 2 изд., 1953; Чижевский А. Л., Аэроионификация в народном хозяйстве, М., 1960, гл. 8; Койранский Б. Б., Актуальные вопросы ионизации в гигиене труда, в сб.: Аэроионизация в гигиене труда, Л., 1966; Минх А. А., Ионизация воздуха и ее гигиеническое значение, 2 изд., М., 1963. Н.М.Воронин.

АЭРОКЛИМАТОЛОГИЯ, учение о климатич. условиях в свободной атмосфере, т. е. в слоях атмосферы, располагающихся на разных уровнях над земной поверхностью, практически в тропосфере и ниж. стратосфере (до выс. 20-25 км). Сравнительно редко аэроклиматологич. исследования относятся к более высоким слоям, до мезосферы включительно. А. входит в состав климатологии, а вместе с ней в число метеорологич. дисциплин. А. возникла в сер. 20 в., когда развитие аэрологич. наблюдений дало достаточный материал для статистич. обобщений, относящихся к состоянию высоких слоев атмосферы. Совр. выводы можно делать по материалу наблюдений, охватывающему три-четыре десятилетия для значит. площадей земного шара. Для таких регионов, как Антарктида, удовлетворяются более короткими рядами наблюдений. Осн. материалом для аэроклиматологич. разработок являются результаты подъёмов (зондажей) на обширной радиозондо-вой и ещё более обширной шаропилотной сети станций (см. Аэрология). Нек-рую роль играет самолётное зондирование (для специальных целей). Для освещения климатич. режима наиболее высоких слоев используются также результаты ракетного зондирования.

Задачи А. состоят в эмпирич. выявлении и теоретич. объяснении трёхмерного распределения и годового хода осн. метеорологич. элементов. Изучаются: многолетняя средняя топография изобарич. поверхностей, представляющая трёхмерное барич. поле атмосферы и распределение в ней очагов тепла и холода; статистич. характеристики ветрового режима на изобарич. поверхностях или на стандартных уровнях; многолетнее среднее распределение тсмп-ры воздуха на изобарич. поверхностях или на стандартных уровнях и др. статистич. характеристики многолетнего режима темп-ры (как частные задачи - режим температурных инверсий и характеристик тропопаузы); аналогичный многолетний режим удельной и относит. влажности воздуха (как частная задача - режим обледенения самолётов); режим облачности (повторяемость облачных форм и высот, средние высоты облаков). Статистич. выводы А. представляются в форме числовых таблиц, карт, вертикальных разрезов атмосферы. При этом большая часть аэроклиматологич. разработок производится в масштабе всего земного шара, или Сев. полушария, или материков, или таких территорий, как СССР, США и др. крупные страны. Составляются аэроклиматич. характеристики и для отд. пунктов. Данные А. позволяют установить трёхмерную картину общей циркуляции атмосферы и связанных с ней режимов темп-ры и влагосодержания над земным шаром. Аэроклиматологич. выводы имеют и непосредственное практич. значение для обеспечения действий возд. транспорта.

В СССР вопросами А. занимаютя Н.-и. ин-т аэроклиматологии гидрометслужбы в Москве (НИИАК) и ряд др. институтов. В НИИАК произведены обширные разработки материалов аэрологич. наблюдений в планетарном масштабе на базе машинной техники. Они подытожены в атласах и монографиях. Аналогичные разработки ведутся в нек-рых ин-тах зарубежных метеорологич. служб, особенно в США, ФРГ, Великобритании.

Лит.: Аэроклиматический атлас Северного полушария, ч. 1 - 2, Л., 1961 - 63; Аэроклиматический атлас характеристик ветра северного полушария, М.. 1964; Аэроклиматический справочник Северного полущария, в. 1 - 4, М.. 1958; Г у т е р-ман И. Г.. Распределение ветра над северным полушарием, Л., 1965; X а н е в-с к а я И. В., Температурный режим свободной атмосферы над северным полушарием, Л., 1968; Накоренко Н. Ф. н Токарь ф. Г., Климат свободной атмосферы, Л., 1959 (Климат СССР, в. 8); Ганге-ров С. С., Аэрология полярных районов, М.. 1964; Дубенцов В. Р., Воздушные течения и распределение температуры в стратосфере и мезосфере в Северном полушарии, М., 1965. С. П. Хромов.

АЭРОЛИТ, устаревшее назв. каменного метеорита.

АЭРОЛОГИЧЕСКАЯ ОБСЕРВАТОРИЯ, науч. учреждение, в к-ром ведутся эксперимент. и теоретич. работы по изучению атмосферы. Приборы, применяемые на А. о., поднимаются в атмосферу на радиозондах, самолётах, аэростатах, ракетах и искусств. спутниках. Кроме того, изучение атмосферы в А. о. осуществляется и аппаратурой, установленной на земле: производится зондирование атмосферы радиолокац. лучом, оптич. (прожекторное) зондирование, зондирование звуком и лучом лазера. На А. о. изучаются атм. процессы до высоты 100 км и более, воздушные потоки и термич. режим, облака и осадки, турбулентность атмосферы, радиационный баланс, активные воздействия на облака и туманы. Первой А. о. в нашей стране была Павловская аэрологич. обсерватория под Ленинградом, организованная в 1902 (в 1941 она была разрушена во время осады Ленинграда). Крупнейшей А. о. является Центральная аэрологическая обсерватория под Москвой; к числу старейших зарубежных А. о. относятся А. о. в Линденберге (ГДР), Кью (Англия) и Пюи-де-Дом (Франция). В. Д. Решетов.

АЭРОЛОГИЧЕСКАЯ СТАНЦИЯ, учреждение метеорологич. службы, в задачу к-рого входит регулярное зондирование атмосферы. А. с. оборудованы радиолокатором или радиотеодолитом. С их помощью ведётся наблюдение за полётом радиозонда. Аэрологич. радиолокатор принимает сигналы радиозонда, что позволяет измерить скорость ветра, темп-ру, давление и влажность в атмосфере до выс. 30-40км. Эти данные используются для прогнозов погоды и изучения атмосферы. А. с. расположены обычно на расстоянии 200-300 км друг от друга. На терр. СССР более 200 А. с., а во всём мире св. 1000. В. Д. Решетов.

АЭРОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИБОРЫ, приборы для измерений в свободной атмосфере на различных высотах темп-ры, давления и влажности воздуха, а также солнечной радиации, высоты верх, и ниж. границы облачности, турбулентности атмосферы, содержания озона и аэрозолей, потенциала электрич. поля и т. д. Осн. А. п. являются радиозонды, позволяющие измерять: темп-ру, давление, влажность, скорость и направление ветра по траекторным данным, полученным при помощи теодолита аэрологического, радиотеодолита или радиолокатора (см. Радиолокация в метеорологии), а также метеорографы - самопишущие приборы, непрерывно регистрирующие на ленте темп-ру, давление, влажность воздуха, а иногда и скорость воздушного потока. На самолётах наряду с метеорографом при зондировании атмосферы поднимают и другие А. п., в частности для измерений водности и микроструктуры облаков, турбулентности, обледенения и др.

Для измерений параметров атмосферы на обширных пространствах используются самолёты - летающие метеорологич. лаборатории. Распространение получила ракета метеорологическая с аппаратурой, позволяющей измерять темп-ру, давление, плотность, определять состав воздуха и др. на выс. до 100 км и более.

Особое место при исследовании атмосферы на больших пространствах занимают метеорологические спутники, с помощью к-рых получают данные о глобальном состоянии облачности, штормовых и грозовых очагах, темп-ре подстилающих поверхностей (облаков, поверхности суши, морей и океанов), радиационном балансе Земли и т. д.

Лит.: Калиновский А. Б., Пиву с Н. 3., Аэрология, ч. 1, Л., 1961; Маклаков А. Ф., Хахалин В. С., Современная техника исследования атмосферы, Л., 1964; Белинский В. А., Побия-X о В. А., Аэрология, Л., 1962; К м и-то А. А., Методы исследования атмосферы с использованием ракет и спутников, Л., 1966, С. И. Непомнящий.

АЭРОЛОГИЯ, раздел физики атмосферы, в к-ром изучаются физич. явления и процессы, происходящие в свободной атмосфере, т. е. в удалении от подстилающей поверхности Земли, где не сказывается её непосредственное влияние. А. изучает: состав и строение атмосферы Земли до больших высот, образование облаков и осадков и методы регулирования их развития, лучистый теплообмен в свободной атмосфере, возд. течения на различных высотах, в т. ч. турбулентные (вихревые) движения в атмосфере, взаимодействие возд. масс, и др. Аэрологич. исследования стимулируются прежде всего задачами совершенствования методов предсказания погоды и особенно развитием авиации - высотных реактивных и турбореактивных самолётов. Получены многочисл. данные о микроструктуре облаков, процессах конденсации, о размерах облачных капель и их концентрации в облачных слоях, о размерах и формах ледяных частиц в облаках с темп-рамп ниже 0°С и т. д., к-рые в сочетании с данными о темп-ре и парообразной влаге в облаках позволили подойти к решению вопроса об искусств. регулировании развития облаков и осадков. Особое внимание уделяется изучению общей циркуляции атмосферы до больших высот, в тропосфере и ниж. стратосфере были открыты т. н. струйные течения.

Большое развитие получили исследования верх. слоев атмосферы. Накоплены новые данные о составе воздуха, температурном режиме, распределении возд. течений до больших высот и о взаимной связи между процессами, протекающими в тропосфере, стратосфере и мезосфере. Широкие перспективы в исследованиях верх. слоев атмосферы открылись в связи с успешными запусками в СССР, а затем в США искусств. спутников Земли.

Аэрологич. исследования проводятся с помощью совр. электронной аппаратуры, с применением средств радиолокации, различной авиационной, ракетной и метеорологич. спутниковой техники, а также организацией аэрологич. наблюдений на постоянно действующей сети аэрологических обсерваторий и аэрологических станций. А. занимается также разработкой методов и приборов для исследования свободной атмосферы, т. н. аэрологических приборов.

Лит.: Хргиан А. X., Физика атмосферы, М., 1969; Хвостиков И. А., Высокие слои атмосферы, Л., 1964; П и-н у с Н. 3., Ш м е т е р С. __М., Аэрология, ч. 2, физика свободной атмосферы, Л., 1965; Матвеев Л. Т., Основы общей метеорологии (Физика атмосферы), Л., 1965. Н. 3. Пинис.

АЭРОМАГНИТНАЯ СЪЁМКА, изучение магнитного поля Земли с летат. аппарата при помощи аэромагнитометров (см. Земной магнетизм, Магнитная разведка). А. с. была предложена и применена сов. учёным А. А. Логачёвым (1936)для поисков сильномагнитных жел. руд по магнитным аномалиям над месторождениями (так были открыты, напр., железорудные месторождения Соколов-ско-Сарбайское в Казахстане и Ангаро-Илимское в Сибири). С разработкой новых аэромагнитометров высокой точности А. с. стала одним из методов региональных геофизич. исследований. Результаты А. с. используются при составлении геологич. карт, для уточнения контуров геологич. образований, выявления тектонич. нарушений и др. Крупномасштабная А. с. применяется при поисках жел. руд, бокситов, алмазоносных ким-берлитовых трубок и т. д. Съёмочные маршруты располагаются параллельно друг другу, перпендикулярно преобладающему залеганию изучаемых геологич. структур. А. с. проводится на постоянной высоте от уровня моря или рельефа местности. В первом случае высота полёта контролируется по барометрич. высотомеру, во втором - с помощью самолётного радиовысотомера. Геодезич. привязка маршрутов к местности осуществляется по фотографиям отд. ориентиров, а при их отсутствии - с помощью радионавигационных систем. Для учёта и исключения вариаций геомагнитного поля пользуются записями магнитных обсерваторий и полевых вариационных станций, установленных в районе работ. Иногда вариации автоматически вводятся в показания аэромагнитометра с помощью сигналов, передаваемых по радио с наземной вариационной станции. Для увязки карт магнитного поля отд. территорий в СССР создаётся единая опорная сеть в абс. значениях геомагнитного поля. Новые перспективы открываются перед А. с. в связи с разработкой квантовых магнитометров, обладающих высокой разрешающей способностью.

Лит.: Яновский Б. М.. Земной магнетизм, [ч.] 2, Л., 1963; Логачев А. А., Магниторазведка, 3 изд., Л., 1968.

О. Н. Соловьёв.

АЭРОМАГНИТОМЕТР, прибор для измерений геомагнитного поля с летат. аппарата. Чувствит. элементом первых (индукционных) А. служила рамка с витками провода, в к-рых индуцировался ток с силой, пропорциональной геомагнитному полю. В наст. время применяют А.: феррозондовые, ядерные (протонные) с относит. погрешностью измерений геомагнитного поля 10-4 - 10-5 и квантовые, имеющие относит. погрешность 10-6-10-7 (см. Магнитометр, Ферро-эонд). Датчик А. размещается на крыле или в хвосте самолёта и защищается от собственного магнитного поля самолёта автоматич. компенсаторами, а при более точных измерениях - буксируется в гондоле на кабельтросе в 30-50 м от самолёта или вертолёта.

АЭРОМЕТОДЫ изучения 3 е м л и, совокупность методов исследования и картирования с летат. аппаратов геогр. оболочки Земли, присущих ей явлений и объектов природного и культурного ландшафта. Их физич. свойства могут регистрироваться с воздуха в разных зонах спектра электромагнитных воли на различных по типу приборах. Исходя из этого, А. подразделяют на аэрофотографические, применяемые во всей видимой части спектра (0,4-0,8 мкм) и в ближней инфракрасной (0,8-1,1 мкм); фотоэлектронные, рассчитанные на использование узких зон в тех же частях спектра и в ультрафиолетовых (0,01 - 0,4 мкм), дальних инфракрасных (1,2- 25 мкм) и радиоволновых (от 1 мм до нескольких м) лучах; аэрогеофизические, основанные на регистрации гамма-излу-чения Земли и параметров её физ. полей; аэровизуальные, ограниченные видимой частью спектра.

Первый этап А. заключается в аэросъёмке местности с фиксацией данных на аэроснимках в виде фотографий или регистрограмм, второй этап - в изучении содержания, т. е. дешифрировании, аэроснимков и соответств. измерениях, осуществляемых преим. способами фотограмметрии. Наибольшая информация об объектах и явлениях на основе А. может быть получена, когда они взаимно дополняют друг друга с учётом их особенностей и существа поставленной задачи. Напр., весьма эффективно комбинирование аэрофотографич. и фотоэлектронных методов при топографич. съёмке; аэрофотографич. , фотоэлектронных и аэрогеофизических - при геологич. съёмке и поисках полезных ископаемых.

А. могут применяться как самостоятельно, так и преим. в комплексе с наземными методами исследования и картирования местности. В частности, при топографич. работах - в сочетании с геодезич. определениями, при геологических - с изучением обнажений горных пород, бурением и г. д.

Аэрофотографические методы, применяемые с нач. 20 в.,- основные по объёму и широте использования в хоз., науч., воен. целях. Регистрация информации осуществляется при помощи аэрофотоаппарата на фотографических слоях различной светочувствительности. В 60-х гг. наряду с основной аэрофотосъёмкой на чёрно-белых плёнках распространение получила цветная аэрофотосъёмка с передачей объектов в натуральных и преобразованных цветах (см. Спектрозо-нальная аэрофотосъёмка). Совр. топографич. съёмки целиком базируются на А. (см. Аэрофототопография). Данные А.- составная часть комплекса науч.-технич. мероприятий по инвентаризации лесов, землеустройству, мелиорации, проектированию жел. и шосс. дорог, линий проволочных передач и трубопроводов, по оценке промысловых ресурсов, учёту снегового покрова и др. Аэрофотографич. методы применяются также при всех видах географич. исследований, обеспечении охраны природы, при различных геологич. работах - общем картировании, изучении тектоники (включая новейшую) и строения морских мелководий, гидро-геологич., инженерно-геологич. исследованиях и поисках полезных ископаемых; при изучении рельефа, почв и растительности, вод суши и процессов по берегам водоёмов, морских течений и волнений; при решении градостроительных и транспортных проблем, археологич. изысканиях и т. д. Аэрофотографич. методы в их совокупности (аэрофотосъёмка, дешифрирование и фотограмметрич. обработка аэрофотоснимков) повышают качество и экономич. эффективность этих работ.

Фотоэлектронные методы, находящиеся на стадии становления (60-е гг. 20 в.), принципиально предназначены для получения изображения местности: в видимой части спектра, со значительно большей дифференциацией объектов по их спектральной яркости (в отд. узких зонах), чем при аэрофотосъёмке; в тех частях спектра, к-рые не применимы для не-посредств. фотографирования на светочувствительных материалах. Т. о., А. дают дополнительную информацию о физических свойствах объектов. Она регистрируется (с помощью спец. преобразователей) в виде изображения на экране электроннолучевой трубки, переснимаемого на фотоплёнку. Практически применяемые фотоэлектронные А.: спект-рометрич., ультрафиолетовая, инфратеп-ловая, радиотепловая и радарная аэросъёмки. С п е к т р о м е т р и ч е с к а я а э р о с ъ ё м к а позволяет получать спектральные коэффициенты яркости объектов и изображение последних в узких спектральных интервалах, избирательно усиленное с помощью сигналов, пропорциональных отношению яркостей объектов в двух заданных зонах спектра. Применима при определении зоны спектра, наиболее эффективной для передачи особенностей того или иного ландшафта при аэрофотосъёмке и для непосредственного увеличения информации о горных породах и растительности. У л ь т р аф и о л е т о в а я а э р о с ъ ё м к а основана на том, что нек-рые горные породы и растения под влиянием ультрафиолетового облучения (в данном случае с воздуха) флюоресцируют, что позволяет зафиксировать их контуры на аэроснимке. Положительные результаты получены при поисках нефти, газа, урана, выделении среди посевов заражённых участков. И н ф р а т е п л о в а я и р а д и о т е п л о в а я а э р о с ъ ё м-к и дают возможность регистрировать различия объектов по их температурным характеристикам. Приёмники соответствующего излучения на борту летат. аппарата позволяют улавливать разность темп-р на суше и в воде с точностью до 1°С, благодаря чему на "тепловых" аэроснимках можно выявлять водотоки под пологом растительности, течения и косяки рыб в водоёмах, талики и острова спорадической мерзлоты, геотермич. аномалии вулканич. характера, контакты нек-рых горных пород, контуры огня в дыму лесных пожаров и т. д. Р а д и ол о к а ц и о н н а я (р а д а р н а я) а э р о с ъ ё м к а выполнима при различных длинах волн, частотах и формах импульсов. Это даёт возможность практически независимо от состояния атмосферы в любое время суток получить такое изображение местности, по к-рому частично дешифрируются вещественный состав, структура и влажность поверхностных горных пород, морских льдов и др. Сканирующий радиолокационный луч определённых параметров позволяет проникать сквозь снег, наземную расти-тельность и чехол покровных отложений до глубины неск. м. Частный случай радиолокационной аэросъёмки - аэрорадиони-велирование, применяемое в сочетании с аэрофотосъёмкой для топографич. целей. К числу перспективных относятся методы, основанные на изучении с воздуха поляризации света различными объектами (для определения пространств. ориентации их микроструктуры) и применении в качестве сканирующих устройств ("ощупывающих" земную поверхность радиоэлектронным лучом) оптич. квантовых генераторов - лазеров. Исследуются возможности сочетания фотоэлектронных и аэрофотографич. А. (многоканальная съёмка) с расчётом одноврем. получения комбиниров. информации с самолёта или искусств. спутника Земли.

Аэрогеофизические методы, появившиеся в сер. 20 в. и основанные на фиксации и измерении гамма-излучения Земли, а также параметров её магнитных, гравитационных и электрич. полей, по сравнению с другими методами позволяют достичь большей "глубинности" изучения земной коры. Они включают аэромагнитную, аэрорадиометрич. и аэрогравимет-рич. съёмки, аэроэлектроразведку и аэросейсморазведку (пока менее разработанную). В задачу а э р о м а г н и т н о й с ъ ё м к и входит измерение составляющих магнитного поля специальными приборами - аэромагнитометрами. Анализ (по полученным данным) структуры этого поля и установление его связи с геологией района позволяет выявлять наличие и существ. черты ряда месторождений, особенно тех, к-рые создают магнитные аномалии. А э р о р а д и ом е т р и ч. с ъ ё м к а предназначена для регистрации интенсивности естеств. гамма-излучения земной поверхности. Применение приборов - аэрорадиометров и аэрогаммаспектрометров - даёт возможность устанавливать перспективность изучаемых площадей на содержание радиоактивных элементов (урана, тория и др.), а также спектральный состав излучения, что важно для определения пород при региональном геологич. картировании. А э р о г р а-в и м е т р и ч. съёмка, заключающаяся в измерениях силы тяжести с летат. аппарата гравиметрами, выполняется преим. для изучения фигуры Земли и выявления аномалий гравитац. поля, связанных с крупными геологич. структурами. А э-роэлектроразведка осн. на измерении с воздуха вторичных электрич. полей, создаваемых горными породами с различными электропроводностями. Применяется для поисков нек-рых полезных ископаемых. См. также Аэромаг-нитная съёмка, Аэроэлектрораэведка.

Аэровизуальные методы имеют в качестве приёмника информации человеческий глаз, различающий объекты по их ярко-стным и цветовым контрастам в видимой части спектра электромагнитных волн. Несмотря на вспомогат. назначение этих наблюдений они принципиально позволяют, в отличие от других А., изучать с воздуха любой наземный объект в его натуральном виде, варьируя условиями наблюдения. Аэровизуальные наблюдения применяются частью в дополнение, а частью взамен наземных обследований, причем преимущественно на малообжитых территориях с целью повышения эффективности топографич., лесотакса-ционных, геологич. и др. работ (см. также Аэровизуальные наблюдения).

Лит.: Труды лаборатории аэрометодов. АН СССР, т. 1 - 10, М.- Л., 1949 - 60; Применение аэрометодов в ландшафтных исследованиях, М.- Л.. 1961; Аэрометоды изучения природных ресурсов, М., 1962; Применение аэрометодов для исследования моря, М.- Л., 1963; Аэрометоды при геологической съемке и поисках полезных ископаемых, т. 1 - 2, М., 1964; Доклады по вопросам аэрофотосъемки, в. 1 - 7, Л., 1964 - 1969; Аэрометоды исследования местности. [Сб. ст.], М." 1966j Физические основы и технические средства аэрометодов, Л., 1967; Материалы Московского филиала географического общества СССР. Аэрометоды, в. 1 - 4, М., 1967 - 70: Аэросъемка и ее применение, Л., 1967; Manual of photogram-metry, 3 ed., Wash., 1966. См. также лит. при ст. Дешифрирование аэроснимков.

Л. М. Гольдман, В. Б, Комаров.

АЭРОМОБИЛЬНЫЕ ВОЙСКА, временные и постоянные формирования сухопутных войск США, предназнач. для проведения т. н. аэромобильных операций (переброска войск по воздуху в р-ны боевых действий, в т. ч. в труднодоступную местность, в тыл противника, и ведение боевых манёвренных действий в этих р-нах). Постоянным штатным формированием является аэромоб. дивизия из 3 бригад [в составе пех. (аэромобильных) и парашютнодесантных батальонов], 3 дивизионов 105-мм гаубиц, подразделений и частей вертолётов и лёгких самолётов и др. (всего ок. 17 тыс. чел. и до 450 вертолётов). Штатные трансп. вертолёты способны перебросить всю дивизию за 3 рейса. Боевые вертолёты (св. 100) оснащены ракетами, автоматич. пушками, гранатомётами, пулемётами и предназначены для огневой поддержки. В Юж. Вьетнаме в 1969 действовали 2 аэромобильные дивизии США.

АЭРОН, противорвотное средство; таблетки, содержащие камфорнокислые соли алкалоидов - скополамина и гиосциами-на. Применяют против морской и возд. болезни, при рвоте беременных и др. Действие А. наступает через 30 мин - 1 ч после приёма и длится 6-12 ч. Нельзя принимать больше 2 таблеток сразу и 4 таблеток в сутки. Противопоказан при глаукоме.

АЭРОНАВИГАЦИОННАЯ КАРТА, географическая карта, предназначенная для подготовки к полёту (прокладка, изучение маршрутов и др.) и контроля выполнения полёта (построение линий положения, определение места и др.) летат. аппарата. На А. к. нанесены также данные о магнитном склонении, более подробная оцифровка меридианов, параллелей и географич. координат. Как правило, А. к. выполняют в масштабах 1:1 000 000 и 1:2 000 000.

Лит.: Селезнев В. П., Навигационные устройства. М., 1961 А. Л. Горелик.

АЭРОНАВИГАЦИЯ, см. Навигация.

АЭРОНАВТИКА, то же, что воздухоплавание.

АЭРОНОМИЯ (от аэро... игреч. nomos - закон), раздел физики атмосферы, в к-ром изучаются атмосферные процессы с точки зрения атомных и молекулярных взаимодействий и взаимодействия солнечного излучения с атомами и молекулами воздуха.

А. как спец. раздел физики атмосферы возникла в 50-е годы 20 в. Родоначальниками А. были Д. Р. Бейтс (Англия) и М. Николе (Франция); они занимались гл. обр. изучением верхней атмосферы. Быстрое развитие А. связано с успехами ракетных и спутниковых исследований, позволивших непосредственно изучать фи-зико-хим. процессы верхней атмосферы. Круг вопросов, к-рые изучает А., непрерывно расширяется. Важнейшие из них: 1) Изучение и объяснение распределения темп-ры, плотности, состава нейтральных частиц воздуха по высоте. Эта проблема тесно связана с созданием т. н. стандартных атмосфер (спец. справочников по свойствам атмосферы), имеющим большое практич. значение в век спутников и ракет. Быстрый рост темп-ры с увеличением высоты в области высот 90-300 км удалось объяснить, изучив характеристики диссоциации и ионизации частиц воздуха ультрафиолетовым излучением Солнца, а также детально изучив структуру спектра солнечного излучения. Исследование состава воздуха верхней атмосферы требует наряду с изучением хим. реакций учёта процессов диффузии и термодиффузии, которые переносят продукты хим. реакций из области их возникновения в соседние по высоте области. В результате этих процессов ниже 200 км распределение давления отдельных компонентов воздуха отклоняется от барометрической формулы.

2) Изучение и объяснение профиля электронной концентрации (зависимости концентрации электронов от высоты) в ионосфере. Выяснилось, что сложный каскад хим. реакций с участием заряженных частиц позволяет правильно описывать изменение концентрации электронов с высотой. Однако до сих пор задача расчёта профиля электронной концентрации не может считаться окончательно решённой.

Наличие заряженных частиц в ионосфере требует учёта магнитного поля Земли, т. к. движение воздуха переносит и заряженные частицы. Отрицательные заряды отклоняются магнитным полем Земли в одну сторону, а положительные - в другую. Это приводит к возникновению электрических токов в ионосфере Земли. Термодиффузия в области резких изменений темп-ры по высоте стремится разделить тяжёлые ионы и лёгкие электроны, что приводит к появлению слабых электрич. полей.

По мере развития А. начинает также решать задачи, относящиеся к более низким уро-зням. Примером может служить исследование ионного слоя на высоте 25-35 км, обусловленного вторичным космич. излучением. Изучение суточного хода концентрации ионов в этом слое привело к необходимости исследования целого цикла хим. реакций с участием заряженных частиц и озона.

3) А. занимается исследованием серебристых облаков и в общих чертах объяснила их природу.

4) Значит. внимание А. посвящает исследованию процессов, приводящих к свечению ночного неба и полярным сияниям. Понимание природы свечения ночного неба на длине волны л =5577 А, напр., позволило создать метод измерения суммарного содержания атомарного кислорода и следить за его временными вариациями.

5) А. занимается также изучением процессов, приводящих к образованию радиационных поясов Земли.

Перечисленные вопросы не исчерпывают всего круга вопросов А., к-рый с каждым годом расширяется и изменяется.

Лит.: Х в о с т и к о в И. А.. Физика озоносферы и ионосферы, М., 1963; Данилов А. Д., Химия ионосферы, Л., 1967; Николе М., Аэрономия, пер. с англ., М., 1964; Ивановский А. И., РепневА. И..ШвидковскийЕ. Г., Кинетическая теория верхней атмосферы, Л., 1967. А.И.Ивановский.

АЭРОПЛАН, то же, что самолёт.

АЭРОПОНИКА (от аэро... и греч. ponos- работа), в о з д у ш н а я к у л ь т у-р а, выращивание растений без почвы или её заменителя. Снабжение растений питат. веществами осуществляется путём периодич. (каждые 10-20 мин) опрыскивания корней распылённым питат.раствором. Метод А. предложил в 1910 рус. учёный В. М. Арциховский для исследовательских целей. Впоследствии А. стали применять в пром. овощеводстве и цветоводстве. Уже разработаны приёмы выращивания методом А. не только растений, у к-рых используются надземные части, но и корнеплодообразователей. Преимущества А. в том, что при этом методе расходуется минимальное количество питат. раствора и отсутствие субстрата снижает массу установок для выращивания растений. Это особенно важно при культивировании растений в оранжереях, на космич. станциях, кораблях и др.

Лит.: Арциховский В., О "воздушных культурах" растений, "Журнал опытной агрономии", 1911, т. 12, № 1; М у-р а ш И. Г., О воздушной культуре растений в закрытом грунте, "Физиология растений", 1963, т. 10 в. 5; Ш а и д а-ров Ю. И., Установка для выращивания растений методом воздушной культуры, там же. 1964, в. 2. В. П. Дадыкин.

АЭРОПОРТ (от аэро... и порт), транспортное предприятие, обеспечивающее регулярные перевозки пассажиров, грузов и почты средствами воздушного транспорта. В СССР А. гражд. авиации подразделяются на международные, союзные и местного значения. В зависимости от оборудования и объёма авиатранспортных перевозок А. делятся на классы. Наиболее крупные А. наз. внеклассными, самые малые - неклассифицированными.

С ростом протяжённости возд. трасс и освоением новых типов самолётов повышаются требования к оборудованию и оснащению А. Совр. А. представляет собой сложный комплекс инж. сооружений и технич. средств, для размещения к-рого требуется территория, измеряемая в отд. случаях тысячами гектаров (напр., московский А. Домодедово, нью-йоркский аэропорт Кеннеди) (рис.). При выборе месторасположения А. учитываются удобства и быстрота сообщения с городом, возможность отчуждения вблизи города значит. земельных площадей и перспективного развития А., пригодность рельефа, грунтовые и гидрогеол. условия, высотные препятствия вблизи А. и на возд. подходах и др. Важнейший элемент А.- аэродром, включающий лётное поле, на к-ром располагаются лётные полосы, рулёжные дорожки, места стоянки самолётов, концевые и боковые полосы безопасности. Количество лётных полос и их расположение в плане устанавливается в зависимости от пропускной способности А. и рельефа местности. На лётной полосе выделяется рабочая площадь, в пределах к-рой размещаются взлётно-посадочные полосы с искусств. покрытиями (см. Аэродромное покрытие).

Схема генерального плана аэропорта Кеннеди (Нью-Йорк. США): / - взлётно-посадочные полосы; 2 - рулёжные дорожки; 3 - перроны; 4 -международный аэровокзал; 5 - грузог.ые аэровокзалы; 6 - ангары; 7 - привокзальная площадь со стоянкой для автомобилей; 8 - подъездная автомагистраль; 9 - аэровокзалы отдельных авиакомпаний.

Взлётно-посадочные полосы соединяются с перронами и местами стоянок самолётов рулёжными дорожками. Для регулярности полётов и безопасной посадки самолётов лётное поле оборудуют инструментальной, радиотехнич. системой захода на посадку и сигнальной системой огней высокой интенсивности. К лётному полю примыкает служебно-технич. зона. В её состав входят: пассажирский комплекс (аэровокзал, перроны, привокзальная площадь, гостиница и т. д.), грузовой комплекс (грузовой вокзал с перроном и двором), здания и сооружения радионавигац. службы, авиатопливоснабжения, технич. обслуживания самолётов и подсобно-производственного назначения. В крупных А. возводят неск. аэровокзалов (моск. аэропорты Внуково и Шереметьево, междунар. аэропорт Кеннеди в Нью-Йорке и др.). В А. имеется здание управления возд. движением (командно-диспетчерский пункт), в к-ром размещены диспетчерская, штурманская, метеослужба и пр. Технич. обслуживание самолётов (предполётное и послеполётное) проводится на местах стоянок. Т. н. периодич. регламенты технич. обслуживания выполняются в ангарных корпусах авиационно-технич. баз (см. Ангар). Заправку самолётов авиатопливом производят самоходными авиатопливозаправ-щиками или стационарной системой централизованной заправки самолётов. А. имеет базы механизации и транспорта, технич. и хоз. склады, различные служебные здания и комплексы инж. сетей и сооружений, обеспечивающих его водоснабжение, канализацию, тепло-, газо-и электроснабжение. Для работников А, и их семей сооружается комплекс жилых и культурно-бытовых зданий в виде отд. посёлка, размещаемого обычно на расстоянии 3-5 км от А.

Превращение А. в сложный планировочный комплекс, рост территории, занимаемой А., использование различных видов транспорта для доставки пассажиров в А., наряду с увеличением территорий совр. городов, выдвинули строительство А. в число общих градостроит. проблем. Ввиду особых технич. требований и необходимости защиты городов от шума, А. располагают, как правило, на значительном расстоянии (до нескольких десятков километров) от границ жилой застройки. Обслуживание А. включают в общую схему движения транспорта в городе и пригородном районе. Учитывая перспективу расширения А., в пригородной зоне резервируют необходимые территории. Разработка архитектурно-планировочных схем А. предусматривает наиболее рациональное сочетание зон - лётной, служебной и жилой; при этом композиц. центром является аэровокзал вместе с др. участками служебной зоны, непосредственно связанными с обслуживанием пассажиров. Проектирование, строительство и реконструкцию А. осуществляют на основе спец. технич. условий. Деятельность А. междунар. линий регламентируется требованиями Междунар. орг-ции гражд. авиации (ИКАО).

Мит. см. при статьях Аэровокзал, Аэродром. Л. И. Горецкий, ф, Я. Зайцев, В. Г. Локшин.

Илл. см. на вклейке, табл. XXXIX.

АЭРОРАДИОНИВЕЛИРОВАНИЕ, способ определения при аэрофотосъёмке высот точек местности, основанный на измерении времени прохождения радиоволн от самолёта до земной поверхности и обратно. Разработан в СССР в 1945. А. выполняется путём определения высоты полёта с помощью радиовысотомера и превышения самолёта над исходной изобарич. поверхностью, измеряемого статоскопом.
Рис. 1.

Высоты точек Ак получают в условной системе - от поверхности Е, параллельной изобарической (рис. 11, определяя их по формулам

где R- постоянная величина, большая АR . Для определения HR из показаний радиовысотомера, измеряющего расстояние D от самолёта (т. е. от центра проекции S) до ближайшей точки М земной поверхности (рис. 2), на прецизионном стереометре

Рис. 2.

с помощью "сеток стерео-сферы" по аэроснимкам измеряют поправку ; тогда Если уклоны местности меньше , то поправки не измеряют. Для приведения высот к уровенной поверхности необходимо определить геодезич. высоты Лг точек надира аэроснимков (т. е. точек jV, лежащих на отвесной линии) в начале и конце маршрута аэрофотосъёмки, тогда (рис. 1)

Точность А. (при длине маршрута 30-40 км и Н до 3500 м) - в открытых равнинных и холмистых районах. Густой лес вызывает "повышение" высот примерно на половину высоты древостоя (в зависимости от густоты леса и развитости крон деревьев), мелкий и редкий лес влияния на результаты измерений не оказывает. Водные поверхности вызывают "повышение" высот ок. 3 м. В скалистых горных районах А. не применяют в связи с затруднительностью установления, от какой точки местности отражён данный радиосигнал.
В Канаде и в ряде др. стран А. основано на сочетании радиовысотомера с узко направленным излучением и гипсотермометра. Этот комбинированный прибор (аэропрофилограф) непосредственно вычерчивает на ленте профиль местности по трассе полёта с точностью примерно вдвое ниже указанных значений. А. применяют при создании топографич. карт масштабов 1:25 000 и мельче, проектировании путей сообщения и для др. инженерных целен.

Лит.: "Тр. Центрального научно-исследовательского пн-та геодезии, аэрофотосъемки и картографии", 1959, в. 129; Кожевников Н. П., Крашенинников Г. Д., Калнков Н. П., Фотограмметрия, 2 изд., М., 1960; Коншин М. Д., Аэрофотограмметрия, М., 1967. Н. П. Кожевников.

АЭРОСАНИ, сани, передвигающиеся по снегу и льду тягой воздушного винта. Первые А. в России были построены в 1908 на моск. фабрике "Дукс". Неск. типов А. было создано А. С. Кузиным и др. Небольшая серия А., выпущенных в 1915-16 автомобильным заводом Все-росс. земского союза, применялась на фронте. Решением СТО в 1919 была создана Комиссия по организации постройки аэросаней (КОМПАС). В 1919-32 при участии видных сов. учёных и конструкторов, входивших в КОМПАС, был разработан ряд типов А. (АНТ - конструкции А. Н. Туполева, АРБЕС - А. А. Архангельского и Б. С. Стечкина, НРБ - Н. Р. Бриллинга, БЕКА - Н. Р. Бриллинга ц А.- С. Кузина), к-рые прошли практич. проверку в испытат. пробегах. Лучшие из них применялись в нар. х-ве и Советской Армии вплоть до 40-50-х гг. Распространение получили аэросани AHT-IV, которые выпускались серийно. В период Великой Отечеств. войны на вооружении Советской Армии находились транспортно-десантные аэросани НКЛ-16 и боевые - НКЛ-26, спроектированные под рук. Н. М. Андреева на Моск. глиссерном заводе. В 50-60-х гг. было начато серийное произ-во А. "Север-2", КА-30 (рис. 1), созданных конструкторским бюро Н. И. Камова, и А.-"амфибий" (рис. 2), разработанных конструкторским бюро А. Н. Туполева.

А. цельнометаллич. конструкции имеют установленный на 3 или 4 лыжи кузов и управляются носовыми поворотными лыжами; в кормовой части А. располагается двигатель с возд. винтом. В А.-"амфибиях" кузов на лыжах заменён для лучшей проходимости одной лодкой-лыжей, что позволяет двигаться не только по рыхлому снегу, но и по воде, мелководным рекам, заболоченным водоёмам, льду с полыньями, битому льду. А.-"амфибия" управляются вертик. рулями, расположенными в кормовой части лодки-лыжи. Грузоподъёмность А. и А.-"амфибий" достигает 600 кг, дальность хода до 500 км; при мощности двигателя 190 квт (260 л.с.) они развивают скорость св. 100 км/ч по снегу и до 80 км/ч по воде (А.-"амфи-бия"). В СССР А. и А.-"амфи6ию" применяют для связи, перевозки почты, людей, грузов, патрульной службы и др. в условиях бездорожья Севера Европ. части и Сибири. За границей для тех же целей А. применяют в скандинавских странах, Канаде и Аляске. Продолжается разработка А. с повышенной экономичностью и надёжностью, для использования в любую погоду и время года.

Лит.: Евстюшин Н. И., Развитие аэросанного транспорта в СССР, М., 1959.

Г. С. Махоткин.

АЭРОСЕВ, посев семян с самолёта или вертолёта. Применяют при посеве песчаного овса и др. трав для закрепления песков, саксаула в пустынях Ср. Азии, нек-рых кустарников и хвойных деревьев. А. проводят с помощью спец. высевающих аппаратов. См. Сельскохозяйственная авиация.

АЭРОСНИМОК, снимок местности с воздуха, выполненный в процессе аэросъёмки. Представляет собой фотографии, или графич. изображение объектов, передающее многие их физич. свойства. Различают аэрофотоснимок, полученный посредством аэрофотоаппарата при аэрофотосъёмке; А., произведённый при нек-рых фотоэлектронных аэросъёмках и представляющий собой фотографич. снимок изображения на экране электроннолучевой трубки; съёмочные регистрограм-мы - графич. записи информации при нек-рых фотоэлектронных аэросъёмках и аэрогеофизич. съёмках (см. Аэрометоды). Аэрофотоснимки - универсальные по применению - в геом. отношении разделяются на плановые и перспективные (в т. ч. панорамные). На плановом А. равнинной территории масштаб изображения одинаков для всей площади, горизонтальные линии передаются с сохранением их системы на местности, вертикальные - в виде прямых, сходящихся основаниями к центру. На плановом А. горной территории и перспективном А. любых ландшафтов все эти элементы, а следовательно, размеры и форма объектов воспроизводятся с искажениями, которые приходится устранять в процессе создания карт (см. Аэрофототопография). Вместе с тем перспективное аэрофотоизображение облегчает распознавание нек-рых объектов, поскольку оно имеет более привычный вид и крупный масштаб на переднем плане. Различают чёрно-белые и цветные аэрофотоснимки (см. Цветная аэрофотосъёмка). Илл. см. на вклейке к стр. 401. Л. М. Гольдман.

АЭРОСТАТ (от аэро... и греч. statos - стоящий, неподвижный), летательный аппарат легче воздуха. Подъёмная сила А. (рис.) создаётся заключённым в оболочке газом (водород, гелий) с плотностью меньшей, чем плотность воздуха (согласно Архимеда закону). Различают А. управляемые (дирижабли), неуправляемые - свободного полёта с оболочкой в форме шара (сферич. А. или воздушный шар, стратостат) и привязные (змейковые). Изменение высоты полёта свободного А, производится: подъём - уменьшением массы А. сбрасыванием части балласта (обычно песка в мешках), снижение - уменьшением подъёмной силы выпуском части газа через клапан. Подъём я спуск привязного А. производится лебёдкой.

Сферический аэростат объёмом 1200 м3: обоболочка из прорезиненной хлопчатобумажной ткани; С- стропы; и - пояс, к к-рому прикрепляются стропы; СК -строповое кольцо; г - гондола, плетённая из ивовых прутьев; Кл - клапан для выпуска газа; а - аппендикс - патрубок для наполнения аэростата газом и свободного удаления излишков его при расширении газа в полёте; KB - клапанная верёвка; ПВ_ - поясная верёвка; РВ - разрывная верёвка; РУ - разрывное устройство.

Свободные А. применяют преимущественно для спортивных и исследоват. целей. К ним относят радиозонды, шары-пилоты, шары-прыгуны, спасат. А., стратостаты и автоматич. А. с телемет-рич., метеорологич. и др. оборудованием. Автоматич. А. используют для исследования воздушных струйных течений, образования циклонов, фотографирования земной поверхности, установления влияния космич. радиации в нижних слоях стратосферы на живые организмы, а также как стартовые площадки для запуска метеорологич. ракет и средство подъёма телескопов. Привязные А. используют для метеорологич. целей (зондирование атмосферы), при трелёвке леса в труднодоступных горных районах и др

В военном деле А. заграждения используют для ПВО воен., пром. и др. объектов. В предвидении налёта самолётов А. поднимаются в воздух в определённых боевых порядках ("лебёдки в линию", "лебёдки в две линии", "лебёдки по площади"). Их действие рассчитано на уничтожение или повреждение самолётов противника при столкновении с тросами, оболочками аэростатов или с подвешиваемыми на тросах боевыми зарядами взрывчатых веществ. В годы Великой Отечеств. войны А. заграждения объёмом 100-400 м3 успешно применяли в системе ПВО Москвы, Ленинграда и др. Одиночные А. заграждения поднимались на высоту до 2500 м, двойные (по 2 А. на одном тросе) - до 4500 м. А. н а-блюдени я применяют для наблюдения за полем боя и корректирования огня артиллерии. Они имеют подвесную

гондолу для экипажа, оборудованы телефонной связью с землёй. Объём А. наблюдения 400-1000 м3 и более. Об истории А. см. в ст. Воздухоплавание.

Лит.: Полозов Н. П. и Сорокин М. А., Воздухоплавание, М., 1940; Стобровский Н. Г., Наша страна - родина воздухоплавания, М., 1954.

АЭРОСТАТИКА (от аэро... и статика), раздел гидроаэромеханики, в к-ром изучается равновесие газообразных сред, в основном атмосферы. В отличие от гидростатики, в к-рой рассматриваются законы равновесия жидкостей, практически несжимаемых, А. имеет дело с воздухом и др. газами, сжимаемость к-рых во много раз превосходит сжимаемость жидкостей. Осн. задача А.- исследование давления в атмосфере в зависимости от высоты (см. Барометрическая формула) и поддерживающей силы, действующей на плавающие в воздухе тела (см. Аэростат). Наибольшее применение А. имеет при изучении равновесия атмосферы и в теории воздухоплавания.

АЭРОСЪЁМКА, съёмка местности с летательных аппаратов в разных зонах спектра электромагнитных волн с помощью различных съёмочных систем - приёмников информации. А. ранее соответствовало понятие аэрофотосъёмка, ныне включает в себя и фотоэлектронную аэросъёмку. Менее распространён термин "А." в приложении к аэрогеофизич. съёмкам (см. Аэрометоды.).

АЭРОТАКСИС (от аэро... и греч. taxis - построение в порядок), движение микроорганизмов, одноклеточных или подвижных клеток многоклеточных организмов (напр., спор и др.) к источнику кислорода или от него. В первом случае проявляется положительный А., к-рый свойствен аэробам, во втором - о т р и ц ат е л ь н ы й А., характерный для анаэробов. Один и тот же организм в зависимости от концентрации кислорода может проявлять или положительный, или отрицательный А. Отношение подвижных бактерий к кислороду может быть обнаружено под микроскопом при наблюдении их в капле воды, покрытой стёклышком. Аэробы скопляются у края стёклышка, анаэробы, наоборот,- в середине капли; бактерии, для к-рых наиболее благоприятна средняя концентрация кислорода, напр. нек-рые спириллы, скопляются на известном расстоя