загляните на купон-скидку или справочники: окна kbe, окна veka, окна rehau, остекление балкона, остекление лоджии, изготовление окон, монтаж окон, остекление, производство окон, металлопластиковые окна, окна пвх, пластиковые окна, установка окон, стеклопакеты и евроокна.



ВСЁ О СТРОИТЕЛЬСТВЕ, ЖЕЛЕЗОБЕТОНЕ, БЕТОНЕ, АРХИТЕКТУРЕ И НЕ ТОЛЬКО...:
ОПРЕДЕЛЕНИЯ:

АСФАЛЬТИРОВАНИЕ, устройство асфальтобетонных покрытий на автомобильных дорогах, улицах, аэродромах и т. п. путём укладки и уплотнения асфальтобетонной смеси по предварительно подготовленному основанию. В зависимости от назначения покрытия асфальтобетонную смесь (асфальтобетон) укладывают в один или два слоя на основание из щебня, гравия (нежёсткое основание) или бетона (жёсткое основание). Нижний слой толщиной 4-5 см устраивают из крупно- или среднезерни-стой смеси с остаточной пористостью 5-10% ; верхний слой толщиной 3-4 см-из средне- или мелкозернистой смеси (остаточная пористость 3-5%). При тяжёлых нагрузках и интенсивном движении транспорта покрытия устраивают 3-4-слойными общей толщиной 12-15 см. АСФАЛЬТИРОВАНИЕ начинается с очистки основания от пыли и грязи механич. дорожными щётками и поливомоечными машинами, исправления неровностей основания, обработки его поверхности жидким битумом или битумной эмульсией. Асфальтобетонная смесь приготовляется в асфальтобетоно-смесителях на стационарных или полустационарных заводах (установках), доставляется на место автомобилями-самосвалами и загружается в приёмный бункер асфалътобетоноукладчика, к-рый укладывает, разравнивает и предварительно уплотняет смесь. Окончат. уплотнение осуществляется катками дорожными. .


КОММУНАЛЬНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО, отрасль строительства, занятая сооружением объектов, связанных с обслуживанием жителей городов, посёлков городского типа, районных сельских центров и населённых пунктов сельской местности. В числе этих объектов: системы водоснабжения и канализации с очистными сооружениями и сетями; сооружения городского электрического транспорта с путевым, энергетическим хозяйством, депо и ремонтными предприятиями; сети газоснабжения и теплоснабжения с распределительными пунктами, районными и квартальными котельными; электрические сети и устройства напряжением ниже 35 кв; гостиницы; городские гидротехнические сооружения; объекты внешнего благоустройства населённых мест, озеленения, дороги, мосты, путепроводы, ливнестоки; предприятия санитарной очистки, мусороперерабатывающие и др. Планомерное развитие КОММУНАЛЬНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА в СССР началось ещё в 1-й пятилетке и осуществлялось нарастающими темпами до начала Великой Отечеств, войны 1941-45. В годы 4-й пятилетки (1946-50) проводились работы по восстановлению объектов коммунального назначения, разрушенных во время нем.-фаш. оккупации. В последующие годы КОММУНАЛЬНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО велось высокими темпами в связи с бурным развитием промышленности, культуры, увеличением численности городов и посёлков городского типа .
ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО, теория и практика планировки и застройки городов (см. Город). ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО определяют социальный строй, уровень развития производственных сил, науки и культуры, природно-климатичие условия и национальные особенности страны. ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО охватывает сложный комплекс социально-экономических, строительно-технических, архитектурно-художественных, а также санитарно-гигиенических проблем. Общим для ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО досоциалистических формаций является большее или меньшее влияние на него частной собственности на землю и недвижимое имущество..
ЗЕЛЁНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО, составная часть современного градостроительства. Городские парки, сады, скверы, бульвары, загородные парки (лесопарки, лугопарки, гидропарки, исторические, этнографические, мемориальные), национальные парки, народные парки, тесно связанные с планировочной структурой города, являются необходимым элементом общегородского ландшафта. Они способствуют образованию благоприятной в санитарно-гигиеническом отношении среды, частично определяют функциональную организацию городских территорий, служат местами массового отдыха трудящихся и содействуют художественной выразительности архитектурых ансамблей. При разработке проектов садов и парков учитывают динамику роста деревьев, состояние и расцветку их крон в зависимости от времени года.

Главная страница
Поиск по сайту
Оглавление страниц

Объяснение слов: словарь, справочник, информация. Строительство, экономика, промышленность - все сферы жизни: от А до Г, от Г до П и от П до Я

производств. сооружений, порты; строились загородные дворцы, разбивались регулярные парки. Гл. задачей рус. А. нач. 18 в. было развитие вновь основанного Петербурга. Город получил структуру, в которой регулярность планировки гибко сочеталась с особенностями природного ландшафта. Постройки петровского времени отличают простота и рациональность. В сер. 18 в. в рус. А. нарастают тенденции барокко (творчество В. В. Растрелли и С. И. Чевакинского в Петербурге, Д. В. Ухтомского в Москве). Для рус. барокко характерно сочетание богатого пластич. и цветового убранства фасадов с ясностью планов и объёмной композиции. В последней трети 18 в. барокко уступило место классицизму, основоположниками к-рого в России явились А. Ф. Кокоринов, В. И. Баженов, М. Ф. Казаков, И. Е. Старов. Кон. 18 - 1-я треть 19 вв. ознаменованы созданием крупнейших монументальных гор. ансамблей в центрах Петербурга, Москвы, Ярославля, Костромы, Полтавы и др. городов (А. Д. Захаров, А. Н. Воронихин, Ж. Тома де Томон, К. И. Росси, В. П. Стасов, О. И. Бове, Д. И. Жилярди). Для А. этого периода характерны широкий размах пространств. композиций и торжеств. парадность художеств. образов, отразивших патриотич. идеи времени. Через "образцовые проекты", по к-рым предписывалось строить, классицизм распространился и на рядовую застройку городов.

В 1830-50-х гг. классицизм повсеместно приходит в упадок. Укрепление капи-талистич. строя в Европе и США во 2-й пол. 19 в., развитие пром-сти обусловили быстрый рост городов, возникновение новых типов производств., торговых, транспортных и др. сооружений (заводские цехи, многоэтажные фабричные здания, вокзалы, крытые рынки, универсальные магазины, выставочные павильоны, конторские здания, банки, биржи). Наряду с частными особняками строятся многоэтажные "доходные" жилые дома с квартирами, сдающимися в наём, бараки и казармы для рабочих. Рост стр-ва и требования рентабельности привели к поискам методов, обеспечивающих сокращение времени на производство работ, экономию труда и материалов. Для этого используются достижения пром. техники. Начинают широко применяться металл, стекло и в конце века - железобетон. Развивается стандартизация строит. деталей. Создаются новые конструктивные системы для перекрытия больших пролётов и каркасные конструкции многоэтажных зданий. А. получила возможности для совершенствования функциональных, технич. и художеств. качеств, для создания новых конструктивных систем и принципов архитектоники. Строятся просторные сооружения из металла и стекла ("Хрустальный дворец" в Лондоне, 1851, инж. Дж. Пакстон) и высотные постройки с металлич. каркасом ("Эйфе-лева башня" в Париже, 1889, инж. Г. Эйфель). Группой архитекторов т. н. чикагской школы в США были созданы первые "небоскрёбы", выразительность к-рых основана на логике конструктивного и функционального решения. Однако влияние вкусов нового заказчика - буржуазии, разделение труда в строит. деле, отрыв архит. творчества от инженерно-технич. решений привели к тому, что задачи, k-рые ставились перед архитектором, были сведены к декорированию зданий, новаторские конструкции скрывались бутафорией, имитировавшей формы прошедших эпох. Использовались формы одного из ист. стилей (классицизма, барокко, готики и др.), подогнанные к системе пропорций и ритму, задававшимися структурой здания, к-рую создавал инженер, или в декорации смешивались формы, заимствованные из разных стилей (эклектизм). Противоречия между А. и новой техникой, архаич. формами и новым назначением зданий пытался разрешить так называемый стиль "модерн", возникший в 1890-е гг. Отвергая значение традиций и основываясь на свободе формообразования, к-рую открыли металлич. конструкции, представители этого направления сосредоточили внимание на проблемах формы, получавшей подчас изобразит. характер. Индивидуалистич. тенденции "модерна" доведены до крайности в произв. А. Гауди (Испания), а его рационалистич. устремления проявились в творчестве Ч. Р. Макинтоша (Великобритания), X. ван де Велде и В. Орта (Бельгия), Ф. О. Шехтеля (Россия) и др. В нач. 20 в. велись поиски новых архит. форм и на основе сочетания достижений техники с классич. принципами композиции (О. Перре - Франция; О. Вагнер и А. Лоз - Австрия; П. Бе-ренс - Германия), делались и попытки прямого возрождения классики (И. А. Фомин, В. А. Щуко и И. В. Жолтовский - Россия; Э. Лаченс - Великобритания; Г. Бэкон - США; и др.). После 1917 развитие А. капиталистич. об-ва становится всё более противоречивым, отражая, с одной стороны, эгоистич. интересы правящего класса и его реакц. идеологию, с другой - продолжающееся развитие производит. сил, обществ. характер произ-ва и растущую силу трудящихся масс (стр-во т. н. дешёвых жилищ, к-рое должно было смягчить политич. остроту жилищного кризиса; кооперативное стр-во; стр-во, ведущееся коммунистич. муниципалитетами во Франции); она испытывает и прямое влияние сов. архитектуры. Складывается рационализм, выдвигающий принцип максим. целесообразности, строгого соответствия структуры здания задачам организации протекающих в нём производств. и бытовых процессов. Опираясь на досяятижения техники, рационалисты (Ле Корбюзье во Франции; группа архитекторов "Баухауза" - В. Гропиус, X. Мейер, ранний Л. Мис ван дер Роэ - в Германии; Я. И. П. Ауд - в Нидерландах) искали средства выразительности в лаконизме и контрастности форм, придавая основное значение конструктивно-технической основе здания и его функцион. организации (см. Функционализм). В 1930-х гг. функционализм, распространившийся в А. всех капиталистич. стран, во мн. случаях приобретал характер, безразличный к специфике местных условий, служа апологии бурж. прагматизма. Он насаждался в слаборазвитых и зависимых странах как символ политич. и культурного господства Запада, подчас причудливо сочетаясь с нарочитой экзотичностью т. н. колониального стиля. Перед 2-й мировой войной в ряде стран утверждается неоклассицизм; его преувеличенно монументальные формы, лишённые свойственных классике гумани-стич. начал, использовались для выражения реакц. идеологии (А. фаш. Германии и Италии). Попыткам функционализма выработать интернац. язык форм, основ. на совр. технике, противостояла и органическая архитектура (основоположник - Ф. Л. Райт, США), стремившаяся учесть в своей строит. практике характерные особенности конкретного места и индивидуальные потребности людей, для к-рых создаётся здание; внесоциальный характер гуманистич. тенденций "органической архитектуры" породил её индивидуалистич. крайности.

В послевоен. годы принципы функционализма получили истолкование, зависящее от местных условий и культурных традиций: в А. Финляндии (арх. А. Аалто), Японии (арх. К. Тангэ), Бразилии (арх. О. Нимейер) новаторство сочеталось с ярко выраженными чертами
Современная зарубежная архитектура. Сверху вниз: жилой комплекс Хук-ван-Холланд в Роттердаме (1926 - 27, архитектор Я. И. П. Ауд), разрез н план; Музей Гуггенхейма в Нью-Йорке (1956-59, архитектор Ф. Л. Райт), разрез; павильон гражданской инженерии ("железобетонная стрела") на Всемирной выставке в Брюсселе (1958, инженер А. Падюар, архитектор Ж. ван Дорселар), разрез; жилой дом в Японии, план.

нац. своеобразия. Эта тенденция противостояла претензиям на междунар. лидерство, к-рые были заявлены А. США, где Л. Мис ван дер Роэ выдвинул космопо-

литич. универсальную концепцию, основанную на приведении А. к простоте элементарных геом. тел и нерасчленённых пространств. Идея универсальности формы, её независимости от местных условий и назначения построек лежит и в основе амер. неоклассицизма 1960-х гг., сочетающего совр. технич. средства с симметрией композиций и салонной красивостью деталей (творчество Э. Стоуна). В противовес ему развился брутализм, сочетающий чёткую функциональную организацию построек с нарочитой массивностью и грубой поверхностью обнажённых конструкций (работы Л. Кана, П. Рудолфа). Мн. крупные проектные фирмы, не придерживаясь определ. направления, стремятся следовать за модой.

В европейской А. кон. 50-60-х гг. иррационалистич., субъективно-произвольные формы возникли как протест против бурж. самодовольства, как отражение конфликта между личностью и обществом (поздние работы Ле Корбюзье). Их необычность, однако, была использована буржуазией в целях рекламы. Возник брутализм (арх. А. и П. Смит-сон, Великобритания). Совр. возможности строит. техники, создающей сложные пространств. формы железобетонных оболочек и вантовых покрытий (см. Висячие конструкции), получили художеств. осмысление в сооружениях П. Л. Нерви в Италии, Ф. Канделы в Мексике, А. Э. Рейди в Бразилии, в ряде построек на последних Всемирных выставках. Всё большее внимание бурж. политики уделяют идеологич. воздействию А. на массы. Демократич. архитектурно-художеств. тенденции оттесняются капиталистической конкуренцией и давлением офиц. идеологии.

Сложен характер архит. процесса в молодых независимых гос-вах Азии и Африки, где стремление создать самобытную А., стоящую на уровне совр. требований, сталкивается с чисто националистич. тенденциями и влиянием А. крупных ка-питалистич. стран. Большую помощь ряду гос-в (ОАР, Камбоджа, Афганистан, Бирма) оказывают сов. архитекторы.

В социалистич. обществе А. впервые в истории поставлена на службу всему народу, удовлетворению его растущих материальных и духовных потребностей. Задачи А. СССР и др. социалистич. стран решаются на основе планового развития нар. х-ва. Реальной стала возможность закономерного формирования системы расселения в целом и входящих в неё насел. мест. Потребности социалистич. общества определили гл. направления поисков сов. А. Уже в 20-х гг. создавались жилые дома и обществ. здания новых типов, отвечающие вновь возникшим социальным функциям (дворцы культуры, рабочие клубы, фабрики-кухни, детские сады и ясли). Строились жилые дома с обобществл. бытовым обслуживанием (т. н. дома-коммуны). Целесообразная организация внутр. пространства здания определяла группировку его объёмов. Приобрёл художеств. значимость принцип ясного выражения социальной роли постройки и её структуры. В создании сов. А. 20 - нач. 30-х гг. участвовали разл. творч. группы: "конструктивисты" с бр. Весниными и М. Я. Гинзбургом во главе (см. ОСА)," рационалисты "(К .С. Мельников, Н. А. Ладовский и др.; см. Аснова), зодчие старшего поколения (А. В. Щусев, И. В. Жолтовский, И. А. Фомин и др.). Эти группы шли разными проф.
Советская архитектура. Вверху -Днепровская гидроэлектростанция им. В.И.Ленина (1927-1932, инженер И.Г. Александров, архитекторы В. А. Веснин, Н. Д. Колли, Г. М. Орлов, С. Г. Андриевский), разрез, план. Внизу - Дворец культуры автозавода им. И. А. Лихачёва (1930-34, архитекторы братья Веснины), план.

путями, но были едины в своём стремлении найти решение новых социальных задач, вставших перед А. Индустриализация страны в годы первых пятилеток вызвала массовое строительство крупных пром. комплексов, жилых массивов и целых городов (Магнитогорск, Комсомольск-на-Амуре, Запорожье и др.). В укрупнённых кварталах Харькова, Запорожья, Ленинграда (арх. П. А. Алёшин, А. А. Оль, Г. А. Симонов, Б. Р. Рубаненко) закладывались основы совр. микрорайона с развитой системой обслуживания населения. Во 2-й пол. 30-х гг. использование традиц. конструкций в массовом стр-ве привело к врем. отходу от новаторских приёмов, формообразования и обращению к архит. традициям прошлого. В А. возникли тенденции парадности, подчас идущие в ущерб решению совр. социальных задач. Однако этот период был отмечен развитием принципиально важных градостроит. идей, осознанием города как целостной пространств. системы (подробнее см. Градостроительство). Его достижениями были ген. планы реконструкции Москвы (1935) и Ленинграда (1935-40). Широкое развитие получило стр-во адм., трансп., культурно-бытовых, санаторно-курортных и др. общественных сооружений; строились Моск. метрополитен (арх. А. Н. Душкин, И. А. Фомин и др.), канал МоскЯва - Волга, Всесоюзная с.-х. выставка в Москве, крупные здания и комплексы. В послевоенные годы решались грандиозные задачи восстановления разрушенных насел. мест и их реконструкции. В структуру многих городов была внесена закономерность, организованность. Возникли ансамбли центров Волгограда, Киева, Минска и др. городов. Глубокая творч. перестройка сов. А. во 2-й пол. 1950-х гг., направленная на преодоление ложной парадности и архаич. форм, открыла широкие новые возможности решения социальных и идейно-художественных задач А. Развитие индустр. стр-ва было связано с внедрением стандарта и типизацией. Монотонность и однообразие первых крупных жилых комплексов преодолеваются совершенствованием методов стр-ва (увеличение числа типов домов, их разнообразие) и новыми приёмами пространств. композиции. Широко применяется смешанная застройка зданиями различной этажности, обогащающая силуэт новых р-нов и их пространств. организацию, позволяющая использовать особенности ландшафта (кварталы в р-не Химки-Ховрино в Москве, арх. К. С. Алабян, Н. Н. Селиванов и др., в р-не Жирмунай в Вильнюсе, арх. 13. Б. Касперавичене и др.). В стр-ве обществ, зданий широко используется передовая техника, позволяющая развернуть системы величеств, пространств, создать простые, лаконичные по форме сооружения со свободным объёмно-планировочным построением, связанным с окружающей средой (Дворец съездов в Москве, арх. М. В. Посохин и др.; Дворец пионеров в Киеве, арх. А. М. Милецкий, Е. М. Бильский; Дворец иск-в в Ташкенте, арх. В. В. Березин и др.; моск. аэровокзал в Шереметьеве, арх. Г. А. Елькин и др.). Методы сборного стр-ва послужили для создания хорошо вписанных в природу комплексов, предназначенных для отдыха, среди к-рых выделяются пионерские лагеря Артека (арх. А. Т. Полянский и др.). Большие успехи достигнуты в области пром. стр-ва и в А. гидротехнич. сооружений. К крупнейшим градостроит. начинаниям, связанным с развитием существующих городов, относятся создание проспекта Калинина в Москве (арх. М. В. Посохин и др.), застройка приморской части Васильевского о. в Ленинграде (арх. Н. В. Баранов, В. А. Каменский, С. Г. Евдокимов и др.), стр-во мемориального центра в Ульяновске (арх. Б. С. Мезенцев и др.).

Вильнюс. Жилой район Жирмунай. Микрорайон № 18. 1968. Архитекторы Б. Б. Касперавичене, Б. Л. Круминис, инженеры В. В. Зубрус, Ш. И. Любецкис. План: 1 - пятиэтажные дома; 2 - девятиэтажные дома; 3 - блоки первичного обслуживания; 4 - детские сады-ясли; 5 - магазины; 6 - школа; 7 - общественно-торговый центр микрорайона. (Пунктиром обозначен берег р. Нярис.)
Задачу выражения в А. нового обществ. содержания, связанного с общенародным благом, решают архитекторы и др. социалистич. стран, чьими усилиями были восстановлены города, пострадавшие во время 2-й мировой войны (Варшава, Берлин и др.), реконструируются мн. старые города (София, Бухарест, Братислава и др.) и создаются новые (Дунауйварош, Эйзенхюттенштадт и др.), возводятся многочисл. жилые массивы для трудящихся. Развивается единая в своей социальной направленности и вместе с тем многообразная А. социалистич. общества. Возрастающая роль искусств. среды, организуемой А., делает всё более сложными и ответственными её художественные задачи, а развитие и совершенствование строительной техники открывают новые материальные возможности воплощения разнообразных и смелых замыслов.

Илл. см. в тексте и на вклейке, табл. XXVII-XXX.

Лит ..'Айзенберг И. П., Рабинович В. И., Некоторые вопросы строительства и архитектуры в произведениях К. Маркса, ф. Энгельса и В. И. Ленина, М., 1957; Ал патов М. В., Аркин Д. Е., Врунов Н. И., История архитектуры в избранных отрывках, М., 1935; Брунов Н. И., Очерки по истории архитектуры, т. 1-2, М.-Л., 1935-37; Шуази О., История архитектуры, пер. с франц., т. 1-2, М., 1935-1937; Кон-Винер Э., История стилей изобразительных искусств, пер. с нем., М., 1936; Аркин Д. Е., Образы архитектуры, М., 1941; Всеобщая история архитектуры, т. 1-2, М., 1944 - 49; т. 3-8, М., 1966-69; Всеобщая история искусств, т. 1-6, М., 1956-66; Всеобщая история архитектуры. Краткий курс, т. 1-2, М., 1958-63; Гочар И., От пирамид к панелям, пер. с чешек., М., 1962; История русского искусства, т. 1 - 13, М., 1953-69; История русской архитектуры, 2 изд., М., 1956; История советской архитектуры, 1917 - 1958, М., 1962; Советская архитектура (1917 - 1967). Альбом, М., 1967; Журавлев А. М., Хан-Магомедов С. О., Советская архитектура, М., 1968; Аркан Д., Архитектура современного Запада, М., 1932; Уиттик А., Европейская архитектура XX века, пер. с англ., т- 1-2,М., 1960-64; Рагон М., О современной архитектуре, сокращ. пер. с франц., М., 1963; Келлер Б. Б., Xан - Магомедов С. О., Современная архитектура капиталистических стран, М., 1966; Вельфлин Г., Ренессанс и барокко, пер. с нем.,СПБ, 1913; Гинзбург М. Я., Стиль и эпоха. Проблемы современной архитектуры, М., [1924]; Кринский В. Ф., Ламцов И. В., Туркус М. А., Элементы архитектурно-пространственной композиции, М.- Л., 1934; Бринкман А. Э., Пластика и пространство как основные формы художественного выражения, пер. с нем., М., 1935; Альберти Л. Б., Десять книг о зодчестве, пер. [с итал.], т. 1 - 2, М., [1935]-37; Витрувий, Десять книг об архитектуре, пер. [с итал.], М., 1936, [1938]; Виолле ле Дюк, Беседы об архитектуре, пер. с франц., т. 1-2, М.-Л., 1937-38; Барбаро Д., Комментарий к Десяти книгам об архитектуре Витрувия, пер. с итал., М., [1938];

Палладио А., Четыре книги об архитектуре, пер. с итал., М., 1936, 2 изд., 1938; Виньола Дж. Б., Правило пяти ордеров архитектуры, пер. [с итал.], М., 1939; Михайловский И. Б., Теория классических архитектурных форм, М., 1937, 3 изд., 1944; Нерви П. Л., Строить правильно, М., 1956; Буров А. К., Об архитектуре, М., 1960; Очерки теории архитектурной композиции, М.,1960;Райт Ф. Л., Будущее архитектуры, пер. с англ., М., 1960; Кириллова Л. И., Масштабность в архитектуре, М., 1961; Иконников А. В., Степанов Г. П., Эстетика социалистического города, М., 1963; Казаринова В. И., Взаимосвязь архитектуры и строительной техники, М., 1964; Михайлов Б. П., Витрувий и Эллада, М., 1967; Wasmuths Lexikon der Baukunst, Bd 1-5, В., 1929-37; Fletcher В.,A history of architecture on the comparative method. For students craftsmen a amateurs, l4 ed.. L., 1948; Major M., Geschichte der Architek-tur, Bd 1-3, В., 1957-60; Pevsner N..

An outline of European architecture, 6 jubil. ed., Harmondsworth (Middl.), 1960; Z e-vi В., Storia dell'architettura moderna, 3 ed., Torino, 1955; Hitchcock H. R., Architecture: nineteerth and twentieth centuries, Harmondsworth [a. o.], 1958; Jоedicke J., Geschichte der modernen Architektur, Teufen (Schweiz), 1958; Richards J. M., An introduction to modern architecture, Harmondsworth, 1959; Pevsner N.. Pioneers of modern design, Harmondsworth, 1960; Kidder Smith G. E., The new architecture of Europe, N. Y., 1961; Encyclopaedia of modern architecture, L., 1963; Sсhmidt H., Beitrage zur Architektur 1924-1964, В., 1965; Semper G., Der Stil in den technischen und tektonischen Kiinsten oder praktische Aesthetik, Bd 1-2, Munch., 1869;

Lе Соrbisier L., Oeuvre complete, v. 1 - 7, Z., 1930-66; Веr1age H. P., Grundlagen und Entwicklung der Architektur, В., 1908; Lods M., L'esthetique des constructions modernes, P., [1945]; Robertson H., The principles of architecture composition, L., 1948; Hundut J., Architecture and the spirit of man, Cambr. (Mass.), 1949; A11sорр

В., Art and the nature of architecture, L., 1952; Gutton A., Conversations sur 1'architecture, P., 1952; Hamlin T. (ed.). Forms and functions of twentieth century architecture, v. 1 - 4, N. Y., 1952; Lurсat A., Formes, composition et lois d'harmonie, v. 1-5, P., 1953-57; Gropius W., Scope of total architecture, N . Y., 1955, N. Y., 1966;Brinkmann A. E., Baukunst. Die kunstlerischen Werte im Werk des Architekten, Tubingen, 1956; Banham R., Theory and design in the first machine age, L., 1960; Johansen S., Kunst und Umwelt, Dresd., 1962; Кuhn I., Stretnutie s architekturou, Bratislawa, 1962; Giediоn S., Space, time and architecture, 4 ed., Cambr. (Mass.), 1963; Muschenheim W., Elements of the art of architecture, N.Y. .1964. А. В. Иконников,

АРХИТЕКТУРА КОРАБЛЯ, см. Корабельная архитектура.

"АРХИТЕКТУРА СССР", иллюстрированный журнал, орган Гос. комитета по гражд. строительству и архитектуре при Госстрое СССР и Союза архитекторов СССР. Выходил в Москве с июля 1933 по июнь 1941 ежемесячно, с 1942 по 1947 - непериодично (18 выпусков); с 1948 по окт. 1951 не издавался; с ноября 1951 вновь выходит ежемесячно. Освещает вопросы совр. градостроительства, жилой, промышленной и сельской архитектуры, типового проектирования, истории и теории архитектуры и строительства. Тираж (на 1 янв. 1970) более 22 тыс. экз.

АРХИТЕКТУРНАЯ АКУСТИКА, акустика помещений, область акустики, изучающая распространение звуковых волн в помещении, отражение и поглощение их поверхностями, влияние отражённых волн на слышимость речи и музыки. Целью исследований служит создание приёмов проектирования залов (театральных, концертных, лекционных, радиостудий и т. п.) с заранее предусмотренными хорошими условиями слышимости.

В закрытых помещениях б. или м. значительного объёма слушатель воспринимает, кроме прямого звука, ещё и ряд его запаздывающих повторений, обусловленных отражениями от ограничивающих поверхностей и быстро следующих друг за другом. Вследствие поглощения звуковой энергии при каждом отражении и в процессе её распространения эти повторения ослабляются тем сильнее, чем больше их запаздывание относительно прямого звука. После выключения источника звука количество отражённой энергии в помещении убывает до тех пор, пока она не будет поглощена; это постепенное затухание звука наз. реверберацией. Продолжительность реверберации является важнейшим фактором, определяющим акустич. качество залов. При чрезмерно медленном затухании звучание речи и музыки оказывается недостаточно чётким, при короткой реверберации речь звучит слишком глухо, а муз. звучания утрачивают слитность и выразительность. Даже при оптимальной реверберации на акустич. оценку зала влияют распределения времён прихода ранних, более интенсивных отражений, а также и направления, по к-рым они достигают слушателя. Наиболее благоприятные условия различны не только для речи и музыки, но и для муз. произведений различного характера (камерная, эстрадная, симфонич. музыка). Поэтому акустич. проектирование концертных залов (выбор формы, размещение слушателей, обработка ограничивающих поверхностей рассеивающими и поглощающими конструкциями, применение подвесных отражателей и т. д.) нередко требует компромиссных решений. В залах большой вместимости условия слышимости могут быть улучшены применением электроакустич. систем усиления и искусств. реверберации; выдающимся примером электроакустически оснащённого зала универсального назначения (конгрессы, концерты, опера, звуковой кинопоказ) может служить большой (6000 мест) зал Дворца съездов в Московском Кремле.

Прежде в состав А. а. включали вопросы изоляции помещений от проникающих извне звуков; теперь эти проблемы выделились в самостоят. область- строительную акустику. Методами А. а. пользуются также в технике борьбы с шумом в помещениях.

В А. а. различают более строгую волновую теорию и менее строгую, но более удобную для технич. расчётов геометрическую, в к-рой направление распространения и границы основной части потока звуковой энергии, переносимой падающими на препятствие или отражёнными звуковыми волнами, изображают прямыми лучами. Геометрические представления тем более правомерны, чем меньше длина звуковой волны по сравнению с размерами препятствия.

Совр. А. а. ведёт начало от работ амер. учёного У. Сэбина, показавшего в последнем десятилетии 19 в., что в замкнутом помещении последовательные многократные и при этом постепенно ослабевающие отражения сливаются в плавно затухающий гул, сопровождающий каждый излучённый звук (т. н. реверберация), причём скорость затухания является существенным показателем условий слышимости. Примеры применения акустич. знаний в строительстве находят в открытых театрах Древней Греции и Рима.

Акустич. испытания помещений основаны на электрич. измерениях звукового сигнала, принимаемого в помещении микрофоном, и заключаются в определении равномерности распределения звука в пространстве и в исследовании затухания отзвука во времени. Наряду с испытаниями залов в натуре всё большее распространение находят испытания малых моделей, что позволяет своевременно избежать ошибок при проектировании новых залов и находить способы исправления дефектов уже существующих.

Управление акустич. условиями в помещении осуществляется путём установки отражающих щитов и регулирования количества звукопоглощающих материалов, размещаемых на поверхностях. Теория звукопоглощения и методы его измерения также относятся к А. а. Всё больше распространяется применение электроакустич. аппаратуры для звукоусиления и для создания искусственной реверберации. Электроакустич. способами имитации отзвука помещения пользуются также в лабораторной практике.

Лит.: Ганус К., Архитектурная акустика, пер. с нем., М., 1963; Ингерслев Ф., Акустика в современной строительной практике, пер. с англ., М., 1957. Г. Л. Голъдберг, В. В. Фурдуев.

АРХИТЕКТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ, система подготовки архитекторов высшей квалификации и техников-архитекторов. (О подготовке инженеров и техников строителей см. в ст. Строительное образование и Инженерно-строительные институты.)

Профессия архитектора - одна из древнейших. В странах Др. Востока она была одной из самых почётных и доступна только знати. Образование в Др. Египте архитектор получал в школах писцов, а мастерству учился обычно в семье: навыки и приёмы передавались из поколения в поколение. В Др. Греции (5-2 вв. до н. э.) подготовка архитекторов осуществлялась в небольших частных школах под руководством опытных мастеров. О содержании А. о. в последние века до н. э. можно судить по классич. труду рим. арх. Витрувия "Десять книг об архитектуре" (2-я пол. 1 в. до н. э.). А. о. включало не только знания в области стройматериалов, строительного дела, конструкций зданий, но и сведения из геометрии, астрономии, истории, философии и др. С развитием строительства в Римской империи для подготовки архитекторов стали создаваться спец. архит. школы. Опыт А. о. в Римской империи был воспринят Византией и др. странами Бл. Востока, где решались уже новые задачи при сооружении нового типа культовых построек. В ср. века подготовка архитекторов стала концентрироваться в монастырях, а в городах Зап. Европы архитекторы получали подготовку в цеховых мастерских, где сохранялась преемственность профессий. В эпоху Возрождения в Италии и соседних с ней странах Европы цеховая система А. о. получила новое качественное развитие. Крупнейший итал. теоретик иск-ва Альберти в "Десяти книгах о зодчестве" характеризует архитектора как универсального мастера и учёного, объединяющего в себе художника и инженера. В цеховых мастерских будущего зодчего отдавали для обучения к определённому мастеру, под руководством к-рого он изучал архит. иск-во, классич. памятники, т. н. ордера, стройматериалы, овладевал способами их обработки, знаниями в области математики и др. наук. Многие выдающиеся архитекторы Возрождения - Брунеллески, Браманте, Микеланджело и др. после ученичества у мастера совершенствовали своё А. о., участвуя в раскопках и изучая древние памятники.

В 17-18 вв. в Италии, Франции и затем в ряде других гос-в Европы были открыты академии изящных иск-в, в к-рых наряду с художниками и скульпторами готовились архитекторы (в 1671 во Франции основана спец. Королевская академия архитектуры). В академич. мастерских будущие зодчие проходили практич. обучение каждый у своего мастера архитектуры. В академиях были разработаны и изданы универсальные курсы архитектуры, имевшие для своего времени научное значение.

В сер. 19 в. во Франции, Германии, России и нек-рых др. странах появились высшие технич. школы, в т. ч. инженерно-строительные, в к-рых стали готовить, в частности, и инженеров архит. профиля. Это привело к разделению профессии архитектора на две - архитектора-художника -для сооружения монументальных зданий и инженера-архитектора, или гражданского инженера,- для постройки утилитарных зданий. Разделение архит. школы на художественную и техническую в ряде зап. стран (напр., в Австрии, Франции, ФРГ, Швейцарии) остаётся и сейчас. Архитекторы, кончающие художеств. школы, обязаны сдавать гос. технич. экзамены для получения прав строителя, что удлиняет срок А. о. иногда до 8-10 лет.

Истоки А. о. в России восходят к периоду образования др.-рус. гос-ва (10 в.). В древности артели строителей воспитывали мастеров архитектуры на практике. В 16-17 вв. в Москве было организовано обучение мастеров кам. дел под контролем гос-ва в Приказе кам. дел. Пётр I посылал молодых зодчих учиться в Голландию и в др. страны Зап. Европы и проектировал основание Академии художеств. В 1749 в Москве неск. частных проф. школ, "архитектурных команд" слились в команду выдающегося арх. Д. В. У. Ухтомского. В 1757 в Петербурге была основана "Академия трёх знатнейших художеств", преобразованная в 1764 в Академию художеств (см. Академии художественные) во главе с А. Ф. Кокориновым; из стен Академии вышли выдающиеся рус. зодчие. Ученик Ухтомского М. Ф. Казаков основал в конце 18 в. архит. уч-ще при Экспедиции кремлёвского строения в Москве. С 1866 Уч-ще живописи и ваяния (осн. в Москве в 1846) начало подготовку архитекторов и получило название Уч-ща живописи, ваяния и зодчества (существовало до 1918). В сер. 19 в. в Петербурге был открыт Ин-т гражд. инженеров для подготовки специалистов-строителей, в т. ч. архитекторов (в их подготовке преобладали технич. науки).

После Великой Окт. социалистич. революции в основу системы А. о. был положен принцип объединения художественного и технич. обучения будущего архитектора. Постановлением СНК РСФСР, подписанным В. И. Лениным (19 нояб. 1920), были созданы в Москве на базе бывшего Училища живописи, ваяния и зодчества Высшие художественно-технические мастерские (Вхутемас), в т. ч. и архитектурные. В 1926-27 Вхутемас реорганизован в Высший художественно-технич. ин-т (Вхутеин), где на архит. ф-те была введена специализация по различным видам сооружений, по планировке городов и по декоративно-пространств. архитектуре. В 1930 на основе архит. ф-та Вхутеина и такого же ф-та, организованного в 1916 при Моск. высшем технич. уч-ще, был создан Высший архитек-турно-строит. ин-т, с 1933 - Московский архитектурный институт, к-рый стал центром А. о. в стране.

За годы Сов. власти создана сеть архитектурных ф-тов и отделений при вузах разного профиля - инженерно-строительных, художественных, политехнических. В СССР в 1968 имелось ок. 40 таких ф-тов и отделений, в т. ч. в Ленинграде, Свердловске, Новосибирске, Ростове-на-Дону, Киеве, Львове, Харькове, Минске, Таллине, Риге, Каунасе, Вильнюсе, Тбилиси, Ереване, Баку, Ташкенте, Самарканде, Алма-Ате и др.

Система сов. А. о. строится с учётом новых требований, предъявляемых к архитектору совр. уровнем развития архитектуры как науки и иск-ва и практикой совр. строительства. Подготовку архитекторов в СССР осуществляют по специализациям: гражд. стр-во, пром. стр-во, градостроительство (планировка насел, мест), озеленение, интерьер и внутр. оборудование зданий, с.-х. стр-во. Из общего срока обучения (5 лет 6 мес.) первые 2 года уделяются общей подготовке: по математике, физике, строит. механике, строит. произ-ву, стройматериалам, по истории архитектуры и иск-ва, по рисунку, скульптуре и живописи; на старших курсах проводится специализация. Ведущий предмет - курс архит. проектирования - творческая комплексная дисциплина, позволяющая будущему архитектору приобрести проф. опыт при переходе от проектирования простых зданий к сложным. В связи с тем, что в совр. стр-ве всё большее применение получают новые стройматериалы, широко внедряются механизация и домостроение из готовых конструктивных элементов, значительно усилилась технич. подготовка будущих архитекторов, возросла потребность и в техниках-архитекторах. Их готовят архитектурно-строит. и строит. техникумы в Москве, Минске, Ленинграде, Вильнюсе и Кишинёве (по дневной и вечерней формам обучения; срок обучения на дневных отделениях 4 года, на вечерних - 5 лет). Будущие техники-архитекторы изучают, помимо общеобразоват. предметов, технологию строит. произ-ва, архит. конструкции, основы планировки городов, экономику, организацию и планирование строительно-монтажных работ и др.

В 50-60-х гг. в связи с реконструкцией и строительством городов, ростом гор. населения и общим повышением требований к жилищным условиям А. о. получило широкое развитие в большинстве стран. Св. 10 крупных архит. школ .в виде ф-тов университетов имеется во Франции (Париж, Лион, Марсель и др.)

и в Италии (Рим, Милан, Венеция, Флоренция, Неаполь и др.), более 20-в Англии (Лондон, Эдинбург, Бирмингем, Портсмут, Манчестер и др.), ок. 70-в США (многие из них не гос., а частные). Архит. школы есть в Швейцарии, ФРГ, Швеции, Мексике, Чили, Бразилии, Аргентине. Общепризнанным центром А. о. в Зап. Европе является Париж.

Особенно интенсивно развивается А. о. в социалистич. странах, где постоянно растёт потребность нар. х-ва в зодчих. Несколько крупных архит. школ существует в Польше, ГДР, Чехословакии (Варшава, Краков, Дрезден, Веймар, Прага, Брно и др.), Болгарии и Румынии (в столицах). Созданы архит. школы в КНДР, ДРВ, КНР, Кубе, в развивающихся странах - Индии, Бирме, Алжире, ОАР, Гвинее, Гане и др.

И. С. Николаев.

АРХИТЕКТУРНЫЕ ЖУРНАЛЫ. В России первый архит. журнал "Архитектурный вестник" выходил в 1859 в Петербурге. В 1872-1917 издавался "Зодчий" - ежемесячник Петербургского об-ва архитекторов (с приложением "Неделя строителя"). После Великой Окт. революции интенсивное развитие архит. мысли в 20-х гг. способствовало росту архит. периодики; в СССР выпускалось более 20 архит. журналов, в т. ч. "Современная архитектура", орган Объединения совр. архитекторов (выходил в Москве 6 раз в год в 1926-30). С 1933 выходит (в Москве) постоянный орган Союза архитекторов СССР (с 1962 также Гос. комитета по гражд. строительству и архитектуре) - ежемесячник "Архитектура СССР". Кроме того, в СССР издаются ежемесячные А. ж., освещающие вопросы архитектуры и строительства отдельных союзных республик ["Строительство и архитектура Узбекистана", выходит в Ташкенте с 1960 на узб. и рус. яз.; "Строительство и архитектура", выходит в Киеве с 1957 на рус. яз. (в 1953-55 под назв. "Архiтектура i будiвництво" выходил 6 раз в год на укр. яз.)], городов ("Строительство и архитектура Ленинграда", выходит с 1936; "Строительство и архитектура Москвы", выходит с 1952), отд. отраслей ("Жилищное строительство", выходит с 1958; "Промышленное строительство", выходит с 1924; оба в Москве).

Первые зарубежные А. ж. появились в Англии - лондонские еженедельники "Architect and Building News" (издаётся с 1869) и "Architect's Journal" (издаётся с 1895) - и в США - "Architectural Forum" (издаётся с 1892 ежемесячно в Нью-Йорке); их тематика не выходит за рамки архит. жизни своей страны. Среди крупнейших А. ж., в к-рых широко освещается практика мировой архитектуры,- "Journal of the Royal Institute or British Architects" (выходит ежемесячно с 1893 в Лондоне), "Baumeister" (выходит ежемесячно с 1902 в Мюнхене), "Werk" (выходит ежемесячно с 1914 в Винтертуре, Швейцария), "L'architecture d'aujourd'hui" (выходит 1 раз в 2 месяца с 1930 в Париже, в рус. пер.- "Современная архитектура" - с 1961 в Москве), ежемесячники "Acropole" (выходит с 1938 в Сан-Паулу, Бразилия), "L'architecture francaise" (выходит с 1940 в Париже). Издающиеся в европ. социалистич. странах ежемесячные А. ж. касаются в осн. вопросов градостроительства, жилищного и пром. стр-ва своих стран:

"Architektura CSSR" (выходит с 1946 в Праге), "Architektura" (выходит с

1947 в Варшаве), "Deutsche Architektur" (выходит с 1952 в Берлине, ГДР) и др.

Д. П. Певзнер.

АРХИТЕКТУРНЫЕ КОНГРЕССЫ МСА (Международного союза архитекторов), созываются 1 раз в 2 года (с 1969-1 раз в 3 года) для обсуждения актуальных проблем архитектуры и градостроительства, обмена опытом. В работе конгрессов, кроме офиц. представителей (члены исполкома и ассамблей Международного союза архитекторов), могут принимать участие все желающие (при выполнении определённых финанс. обязательств). Темы конгрессов предлагаются странами - организаторами конгрессов и утверждаются исполкомом МСА. Решения конгрессов носят рекомендат. характер.

1-й конгресс МСА состоялся в 1948 в Лозанне (Швейцария, 400 делегатов от 43 стран). На конгрессе был официально учреждён МСА, избран исполком и утверждён устав Союза.

2-й конгресс МСА (1951, Рабат, Марокко) обсуждал наиболее важные проблемы градостроительства и проектирования обществ. зданий и соору3-й конгресс МСА (1953, Лисабон) под назв. "Архитектура на перекрёстке дорог" был посвящён анализу многообразных направлений в архитектуре нач. 1950-х гг.

4-й конгресс МСА (1955, Гаага) назывался "Архитектура и развитие жилища. 1945-55". Обсуждались проблемы типологии жилища и типизации частей зданий (рационализация планировки, стандартизация элементов зданий, установление единого междунар. модуля, унификация конструктивных деталей) в целях совместной строит. деятельности предприятий разных стран.

5-й конгресс МСА (1958, Москва, 1500 делегатов от 51 страны) был посвящён проблемам мирового градостроительства ("Строительство и реконструкция городов. 1945-57"). Обсуждались проблемы регулирования роста, реконструкции старых и стр-ва новых городов, городского движения и транспорта, индустриализации и экономики, а также вопросы эстетики города.

6-й конгресс МСА (1961, Лондон) под назв. "Новая техника, новые материалы и их влияние на архитектуру" был посвящён проблемам индустриализации стр-ва.

7-й конгресс МСА (1963, Гавана, участвовало 80 стран) проходил под назв. "Архитектура в странах, вступивших на путь самостоятельного развития". Обсуждались проблемы районной планировки, жилищного стр-ва, развития строит. техники. Подчёркивалась также необходимость подготовки нац. кадров, посылки технич. информации, обмена студентами для оказания помощи развивающимся странам. Рекомендовалось создать в этих странах собственную строит. базу и промышленность строит. материалов.

8-й конгресс МСА (1965, Париж, 2000 делегатов от 65 стран) под назв. "Подготовка архитекторов" был посвящён вопросам архит. образования. Конгресс принял рекомендации готовить архитекторов с широким кругозором, глубоким знанием гуманитарных наук, необходимых естеств. наук и техники. Высокую оценку получила сов. архит. школа, её методика преподавания.

9-й конгресс МСА (1967, Прага, 1500 делегатов от 70 стран) наз. "Архитектура и жизненная среда человека". Ставились вопросы повышения уровня архитектуры и градостроительства для улучшения жизненной среды, бережного сохранения ценных ист. памятников, предотвращения неоправданного вмешательства в природную среду, обеспечения действенной охраны природы.

10-й конгресс МСА (1969, Буэнос-Айрес, 3000 делегатов из 60 стран) наз. "Архитектура, социальный фактор. Социальный характер жилища". Рассматривались проблемы взаимосвязи жилого дома с окружающим районом и городом, юридич. и экономич. аспекты проектирования и стр-ва жилого дома, методология проектирования и стр-ва жилищ, проблемы поиска наилучших типов домов и квартир, их планировки и конструктивных систем. В принятых резолюциях содержатся рекомендации об изменении социальных условий жизни в капитали-стич. странах, о необходимости национализации городских земель, что требуется для решения большой обществ. проблемы - обеспечения жильём трудящихся.

Н. В. Баранов.

АРХИТЕКТУРНЫЕ НАУЧНЫЕ ИНСТИТУТЫ. Первые А. н. и. в СССР (Архитектуры жилища,Архитектуры обществ. и пром. сооружений, Градостроительства и планировки насел. мест, Строит. техники, Архитектуры колхозного и сел. стр-ва, Истории и теории архитектуры) были созданы при Академии архитектуры СССР (АА СССР) в 1934. В 1964 были образованы самостоят. научные ин-ты, находящиеся в ведении Гос. комитета по гражд. стр-ву и архитектуре при Госстрое СССР: Центр. научно-исследоват. и проектные ин-ты типового и экспериментального проектирования (ЦНИИЭПы) Жилища, Учебных, Лечебно-курортных, Торг. зданий, Зрелищных и спортивных сооружений, Инж. оборудования ; Центр. научно-исследоват. и проектный ин-т (ЦНИИП) градостроительства. В эту же систему входят зональные институты: Ленингр., Киевский, Сибирский, Ташкентский ЗНИИЭПы. Проблемы градостроительства изучаются в Ленинграде (ЛенНИИПград) и в Киеве (НИИП градостроительства). В области типового проектирования и связанных с ним проблем стандартизации и унификации работает Моск. ин-т типового и эксперимент. проектирования (МНИИТЭП). Ряд ин-тов занимается вопросами промышленной (Центральный н.-и. и проектно-эксперимент. ин-т пром. зданий и сооружений и др.) и сельской архитектуры. Над проблемами теории и истории архитектуры работают моск. и киевский н.-и. ин-ты теории, истории и перспективных проблем сов. архитектуры.Подбором науч. информации по всем разделам занимается Центр. ин-т научной информации по строительству и архитектуре (ЦИНИС). Научные ин-ты имеются также при Госстроях БССР и Литов. ССР. Научные ин-ты состоят из отделений н.-и. работ, включающих типологич. секторы и секторы конструкций, инж. и технологич. оборудования, экономики строительства, лаборатории строит. физики, к-рые изучают свои предметы применительно к профилю ин-та, а также проектных мастерских, ведущих на этой основе типовое, эксперимент. и индивидуальное проектирование. Ин-ты разрабатывают науч. прогнозы развития градостроительства, теоретич. основы планировки и застройки городов, основы проектирования жилых и обществ. зданий, создают нормативные указания и пособия по проектированию зданий и их размещению в городах и сёлах, разрабатывают проектные задания, активно влияя на практику проектирования и строительства.

В зарубежных странах большая часть архит. исследований проводится в отделениях и школах архитектуры при университетах и политехнич. ин-тах. Уэльский, Ноттингемский, Манчестерский, Белфастский и др. ун-ты, Технологич. ин-т в Бате (в Великобритании), Ун-т Сев. Каролины и Массачусетсский технологич. ин-т (в США), Сиднейский ун-т (в Австралии) составляют основу сети архит. научно-исследоват. ин-тов. Созданный в Академии наук США (1952) Н.-и. ин-т по строительству в 1962 получил самостоятельность. Во Франции архит. исследования ведут не гос., а общественные (Исследоват. центр градостроительства, Научно-технич. центр строительства) и частные (созданный в 1966 объединением архитекторов Исследоват. центр архитектуры, градостроительства и стр-ва) учреждения. В ФРГ изучение архит. проблем возглавляется Н.-и. ин-том по стр-ву (Ганновер) и ведётся в ун-тах, строит. центрах, иссле-доват. об-вах. В Италии и Японии после 2-й мировой войны особое значение приобрели исследоват. об-ва и творческие архит. группы, к-рые разрабатывают перспективные проблемы архитектуры, проблемы прогнозирования стр-ва в городах.

Большое внимание проблемам науч. проектирования, строительства и изучения архит. наследия уделяется в социали-стич. странах. В ГДР в 1951 была организована Германская строит. академия. В Болгарской академии наук в 1962 создан сектор теории и истории архитектуры и градостроительства. В Польше функционирует Ин-т градостроительства и архитектуры, в Чехословакии - Н.-и. ин-т по строительству и архитектуре, в Венгрии - Институт по проектированию обществ. зданий. Н. Я. Матвеева.

АРХИТЕКТУРНЫЕ ОБЛОМЫ, см. Обломы архитектурные.

АРХИТЕКТУРНЫЙ ОРДЕР, см. Ордер архитектурный.

АРХИТЕКТУРНЫЙ ФОНД Союза архитекторов СССР, общественная орг-ция; содействует повышению квалификации архитекторов, оказывает им материальную помощь для творч. целей, осуществляет культурно-бытовое и мед. обслуживание архитекторов и их семей. Создана на основании пост. СНК СССР от 5 окт. 1934. Устав утверждён в 1935. Членами А. ф. являются члены Союза архитекторов СССР.

АРХИТЕКТУРЫ МУЗЕЙ научно-исследовательский им. А. В. Щусева (при Госстрое СССР в Москве), объединил (в 1964) Музей архитектуры Академии стр-ва и архитектуры СССР (осн. в 1934) и Музей рус. архитектуры им. А. В. Щусева (осн. в 1945). В музее - уникальное собр. материалов по истории рус. и сов. архитектуры (авторские проекты, эскизы и рис., архит. обмеры), фонд гравюр и литографий, крупнейшая в СССР науч. фототека по архитектуре, собрание монумент. скульптуры. Размещён в б. особняке Талызина (1787, перестроен в 1816) на проспекте Калинина и в Донском монастыре.

АРХИТРАВ (от архи... и лат. trabs - балка), нижняя из 3 горизонтальных частей антаблемента, имеющая значение осн. конструктивного элемента и обычно лежащая на капителях колонн. В дорич. и тосканском ордерах А.- широкая гладкая балка; в ионич. и коринфском ордерах А. состоит из 3 небольших горизонт, уступов - фасций. См. илл. к ст. Антаблемент.

АРХИФОНЕМА (от архи... и греч. phonema - звук, речь), 1) общее в звучании парнопротивопоставленных (коррелятивных) фонем в отвлечении от тех их свойств, на к-рых основана корреляция, напр. лат. "а" в отвлечении от долготы и краткости коррелятивных "а"/"а"; рус. "п" для корреляции "п"/"б" или "п"/"п'". 2) Совокупность дифференциальных признаков, общих двум членам нейтрализующегося фоно-логич. противопоставления, напр. рус. "д" и "т" в словах "дед" и "лет".

АРХИЯТЕР (от архи... и греч. iatros - врач), звание гл. начальника всей мед. службы России,введённое Петром I в 18 в.; отменено при Екатерине II.

АРХОЗАВРЫ (от архи... и sauros - ящер) (Archosauria), самый обширный подкласс пресмыкающихся. Включает текодонтов, крокодилов, динозавров и летающих яшеров. В совр. фауне представлен только крокодилами. А. наиболее характерны для мезозойской эры; самые древние известны из триасового периода и характеризовались двуногим хождением (сохранившимся в дальнейшем лишь у нек-рых динозавров), что, вероятно, было связано с приспособлением к жизни на открытых пространствах (вертикальное положение тела обеспечивало более широкий обзор). Большей части А., возможно, была свойственна забота о потомстве; нек-рые водные формы были живородящими. Высшие А. (динозавры и летающие ящеры), возможно, были теплокровными. А. населяли сушу, воды (пресные и морские) и воздух всего земного шара. Группа имеет существенное значение для понимания эволюции позвоночных, т. к. их история охватывает огромный интервал времени. От А. произошли птицы. Лит.: Основы палеонтологии, [т. 12], М., 1964. А. К. Рождественский.

АРХОНТ (греч. archon - начальник, правитель), высшее должностное лицо в др.-греч. полисах (городах-государствах). Наиболее известны А. в Афинах ,где эта должность появилась ещё при басилеях. Согласно преданию, в 11 в. до н. э. царская власть была отменена и представители царского рода Кодридов стали пожизненными А. В сер. 8 в. до н. э. доступ к этой должности получили евпатриды и срок власти А. сократился до 10 лет, а с 1-й пол. 7 в. до н. э.- до одного года. Наиболее древними были должности 1-го А. эпонима (глава исполнит. власти, его именем называли год), 2-го А. басилея (ведал культом), 3-го А. полемарха (военачальник). Ок. сер. 7 в. до н. э. были добавлены ещё 6 А.
фесмофетов с суд. функциями, се 9 А. составляли коллегию высших должностных лиц. После реформ Солона (6 в. до н. э.) А. могли стать члены высшего имуществ. разряда - пентако-сиомедимны, позднее - также всадники (2-й разряд), с 457/456 до н. э.- зевгиты (3-й разряд). Коллегия А. в 5 в. до н. э. утратила своё политич. значение, сохранившись как почётный, выполнявший разл. гос. обязанности орган, до кон. 5 в. н. э.

Лит.: Cadoux T. Y., The Athenian Archons from Kreon to Hypsichides, "Journal of Hellenic Studies", 1948, t. 68.

АРХЫЗСКОЕ ГОРОДИЩЕ, археол. памятник 10-12 вв., остатки крупного аланского города на Сев. Кавказе. Расположено у с. Ниж. Архыз в Карачаево-Черк. АО. Сохранились развалины кам. городских стен и построек, трёх христианских храмов 10-11 вв., прослеживаются остатки улиц и площадей. При раскопках (1960-63) открыты жилые, хоз. и производств. помещения; выявлены остатки христианских церквей и часовен, при к-рых имелись захоронения с вещами 10-12 вв.

Лит.: Кузнецов В. А., Археологические исследования в верховьях Кубани (1960 - 1961), в сб.; Краткие сообщения Института археологии АН СССР, в. 96, М., 1963; его же, Раскопки аланских городов Сев. Кавказа в 1962, там же, в. 98, М., 1964.

АРЦИЗ, город (до 1963 посёлок гор. типа), центр Арцизского р-на Одесской обл. УССР, в долине р. Когильник. Ж.-д. узел (линии на Одессу, Измаил). 15 тыс. жит. (1968). Предприятия ж.-д. транспорта, птицекомбинат, сыродельный и др. з-ды.

АРЦИМОВИЧ Лев Андреевич [р. 12 (25).2.1909, Москва], советский физик, академик АН СССР (1953), член Президиума АН СССР (с 1957), Герой Социалистич. Труда (1969). Окончил Белорусский ун-т в Минске (1928). В 1930-44 работал в Физико-тех. ин-те АН СССР, с 1944 в Ин-те атомной энергии АН СССР. Основные труды посвящены проблемам атомной и ядерной физики. А. провёл экспериментальные исследования по физике быстрых электронов. Совм. с А. И. Алихановым и А. И. Алиханьяном доказал справедливость закона сохранения импульса при аннигиляции электрона и позитрона (1936). А. принадлежат важные работы по электронной оптике. Под рук. А. впервые в СССР был разработан электромагнитный метод разделения изотопов. Провёл большой цикл исследований по физике высокотемпературной плазмы в связи с проблемой управляемого термоядерного синтеза. Открыл жёсткое излучение импульсного разряда (совм. с сотрудниками). Впервые получил физ. термоядерную реакцию в устойчивой квазистационарной плазме (совм. с сотрудниками). Гос. пр. СССР (1953), Ленинская пр. (1958). Награждён 4 орденами Ленина, 2 др. орденами, а также медалями. Чл. Амер. академии наук и искусств (1966).

Соч.: Управляемые термоядерные реакции, М., 1961.

Лит.: Алиханов А. И., Лев Андреевич Арцимович (к 50-летию со дня рождения), "Успехи физических наук", 1959, т. 67, в. 2.

АРЦИХОВСКИЙ Артемий Владимирович [р. 13(26).12.1902, Петербург], советский археолог, чл.-корр. АН СССР (I960). Чл. КПСС с 1952. Проф. (с 1937) и зав. кафедрой археологии Моск. ун-та (с 1939). Крупный специалист по славяно-рус. археологии. Осн. труды посв. новгородским и моск. древностям. Более 30 лет руководит раскопками в Новгороде, где открыты берестяные грамоты (11-15 вв.). Впервые в СССР ввёл университетское преподавание общего курса археологии. Портрет стр. 308.

Соч.: Курганы вятичей, М., 1930; Древнерусские миниатюры как исторический источник, [М.], 1944; Введение в археологию, 3 изд., М., 1947; Основы археологии, 2 изд., М.. 1955; Новые открытия в Новгороде, М., 1955 (на рус. и франц. яз.); Новгородские грамоты на бересте, т. 1-6, М., 1953-63. Лит.: Янин В. Л., Список печатных работ А. В. Арциховского, в кн.: Историко-археологический сборник, М., 1962.

АРЦИХОВСКИЙ Владимир Мартынович [26.6(8.7).1876, Житомир,-13.6.1931, Москва], советский ботаник. Проф. Донского политехнич. ин-та (1907-22), ректор (1910-22) организованных им Высших женских естеств.-науч. курсов в Новочеркасске, проф. Моск. лесного ин-та (1922-25). Осн. труды по стерилизующему действию ядов на семена, антагонизму солей - для химич. мелиорации солонцов, водному режиму древесных пород, анатомич. строению саксаула, пигментам и др. Разработал метод воздушной культуры растений - аэропонику (1910). Опубликовал работы о поисках хлорофилла на др. планетах. Лит.: Русские ботаники. Биографо-библиографический словарь, сост. С. Ю- Липшиц, т. 1, М., 1947, с. 85-90.

АРЦРУНИ Андреас (Андрей) Еремеевич [27.11(9.12).1847, Москва, - 10(22).9. 1898, м. Гогенгоноф на Рейне], русский минералог. Чл.-корр. Петерб. АН (1895), проф. Бреславльского (Вроцлавского) ун-та (с 1883) и Высшей технич. школы в Ахене (с 1884) в Германии. При получении искусств. путём различных минералов установил взаимосвязь физ. свойств минералов с их хим. составом. Его работа "Физическая химия кристаллов" (1893) не утратила своего значения до наших дней. Известностью пользуются труды по минералогии Урала и Кавказа. Основатель минералого-геологич. отдела Кавк. музея в Тифлисе. Его именем назван минерал арцрунит - двойная соль сульфата свинца и хлорида меди.

Лит.: Arzruniana. Список ученых трудов А. Е. Арцруни, "Записки Санкт-Петербургского минералогического общества", 1899, ч. 36, в. 2. В. В. Тихомиров.

АРЦРУНИ Григор (27.2.1845, Москва,- 19.12.1892, Тифлис), армянский публицист и критик, общественный деятель. Получил образование в Моск. и Петерб. ун-тах и за границей. В 1872 в Тифлисе А. основал газ. "Мшак" ("Труженик"), сыгравшую большую роль в политич. и культурной жизни арм. народа. А. был сторонником бурж. реформ, капиталистич. развития Армении. Он выступал против консерваторов и реакц. духовенства, в фельетонах высмеивая пороки обществ.-лит. жизни. Значит. часть его работ посвящена защите реализма. А. принадлежит рассказ "Здесь и там" (1890), повесть "Эвелина" (1891), драма "Гюлизар" (опубл. 1912) и др.

АРЦРУНИДЫ, влиятельный армянский княж. род, известный с 4 в. Родовое владение А. находилось в округе Албак Великий с центром Адамакертом (совр. Башкале). В кон. 7 в. А. приобрели владения княж. рода Рштуни на юж. и вост. побережьях Ванского оз.; политич. центром А. стал Ван. В дальнейшем А. подчинили всю область Васпуракан. В 9 в. А. соперничали с арм. Багратидами. При Гагике Арцруни (908-943) их владение было провозглашено царством (см. Васпураканское царство), просуществовавшим до 1021. Нашествие сельджуков и наступление войск Византии вынудили Сенекерима Арцруни передать своё царство Византии. А. получили земли в М. Армении с центром в г. Себастии (совр. Сивас). На родине потомки А. жили в р-не г. Вана, где их наследств. привилегией сделалась должность Ахтамарского католикоса.

АРЦЫБАШЕВ Михаил Петрович [24.10 (5.11). 1878, Харьковская губ.,-3.3.1927, Варшава], русский писатель. Начал печататься в 1901 (рассказы "Бунт", "Конокрад", "Смех"). В произведениях после 1905-07 отразились упадочнич. настроения периода реакции. Для романа "Санин" (1907) характерны проповедь аморализма, сексуальной распущенности, отвращение к обществ. идеалам. Произв. 1908-12 ("Миллионы", "Рабочий Шевырёв", роман "У последней черты") содержат выпады против революционеров, по-прежнему окрашены в натуралистич. и эротич. тона. Марксистская критика резко отрицательно оценивала произв. А. После Окт. революции А. эмигрировал за границу.

Соч.: [Собр. соч.], т. 1 - 10, СПБ, 1905 - 1917.

Лит.: Боровский В. В., Базаров и Санин. Два нигилизма, в его кн.: Литературно-критические статьи, М., 1956; История русской литературы, т. 10, М.- Л., 1954 (гл. 9); История русской литературы конца XIX - начала XX века. Библиографич.

указатель, М.- Л., 1963.

АРЦЫБУШЕВ Василий Петрович [1857, Курская губ.,-2(15).5.1917, Уфа], деятель революц. движения в России. Род. в семье помещика. В революц. движении с 70-х гг. 19 в.; сначала народник, затем социал-демократ. Один из организаторов революц. газ."Молодая Россия". Революц. работу вёл в Курске, Орле, Красноярске, Енисейске, Петербурге. Подвергался репрессиям. В янв. 1902 в Самаре участвовал в общеросс. совещании искровцев, чл. Бюро рус. орг-ции "Искры". Один из создателей и чл. Самарского к-та РСДРП; был чл. Вост. бюро ЦК РСДРП. В 1905 продолжал парт. работу в Уфе, Самаре, подвергался нападению черносотенцев. В 1908 избран делегатом на 5-ю Всеросс. конференцию большевиков, но был арестован в дороге. Умер от тифа.

АРЧА, назв. древовидных можжевелъников в нек-рых среднеазиатских республиках.

АРЧЕДА, река в Волгоградской обл. РСФСР, лев. приток Медведицы (басс. Дона). Дл. 167 км, пл. басс. 2050 км2. Протекает по юго-зап. окраине Приволжской возв. Питание в осн. снеговое. Модуль стока ок. 1 л/(сек*км2). В ср. течении пересыхает. На реке - г. Фролове.

АРЧЕТРИЙСКАЯ АСТРОФИЗИЧЕСКАЯ ОБСЕРВАТОРИЯ, итальянское научное учреждение; основано Дж. До-нати в 1872 близ Флоренции, в к-рой ранее была небольшая городская обсерватория. С 1921 начались астрофизич. исследования. Обсерватория имеет: 30-см башенный солнечный телескоп, снабжённый дифракционным спектрографом и спектрогелиографом, 30-см рефлектор, 52-см телескоп Шмидта, 37-см экваториал, радиотелескоп для изучения Солнца. Изучаются: физика Солнца, звёздная спектроскопия, теоретич. астрофизика, а также переменные звёзды, планеты, свечение верхних слоев земной атмосферы. Публикации: "Osservazioni е memorie del Osservatorio astrofisico di Arcetri" (c 1896) и "Contributi..." (c 1955).

АРЧИЛ II [1647-16(27).2.1713, Москва], царь Имеретин и Кахетии, грузинский писатель. Сторонник рус. ориентации. После безуспешной борьбы с Персией и Турцией и с междоусобицами феодалов эмигрировал в 1699 в Москву по приглашению Петра I; основал груз. колонию в с. Всехсвятском (под Москвой). Создатель 1-й груз. типографии. Автор сб. "Арчилиани". В поэтич. послании о Полтавской битве воспел Петра I.

Лит.: Барамидзе А., Радиани Ш., Жгенти Б., История грузинской литературы, Тб., 1958.

АРЧИНЦЫ, один из малых народов Зап. Дагестана. Живут в с. Арчи и неск. хуторах Чародинского р-на Даг. АССР. Язык А.- лезгинской группы дагестанских языков. Письменность на аварском и рус.языках. Верующие А.- мусульмане-сунниты. Осн. занятие - пастбищное скотоводство (гл. обр. овцеводство).

Лит.: Сергеева Г. А., Арчинцы, М., 1967.

АРЧМАН, бальнеологич. курорт в предгорьях Копетдага в Туркм. ССР. Расположен в 9 км от ж.-д. ст. Арчман. Климат резко континентальный с очень жарким летом (в июле св. 30°С). Леч. средства: слабосероводородные минеральные источники, вода к-рых используется для ванн и питья. Показания: заболевания органов кровообращения, пищеварения, кожные, гинекологич.,органов движения и опоры. Санаторий, ванное здание. Сезон - круглый год.

АРШАКИДЫ (Аршакуни) армянские , царская династия (62 - 428), родственная Аршакидам парфянским. Основана Тиридатом I [с 62, официально с 66 по 80]. При Хосрове I Великом [217-2381 власть А. стала наследственной. При Тиридате III Великом [287-332] христианство стало ок. 301 гос. религией в Армении. А. боролись против феод. раздробленности, а также за независимость Армении, но безуспешно. После раздела Армении Великой (387) между Ираном и Римом А. стали их вассалами. В 428 династия А. пала.

Лит.: Очерки истории СССР. III-IX вв., М., 1958, с. 167-93.

АРШАКИДЫ (Арсакиды) парфянские, династия, правившая в Парфянском царстве в 250 до н. э.- 224 н. э. А. возводили свой род к перс. царю Артаксерксу II и считали себя, т. о., продолжателями династии Ахеменидов. Однако эта генеалогия исторически не подтверждается. Нар. традиция (записанная алъ-Бируни) связывает А. с мифич. хорезмийским героем Сияву-шем; родоначальником А. традиция считает Аршака, вождя племени парное (одна из ветвей дахов), обитавших на Ю.-В. от Каспийского м. (на терр. совр. Туркм. ССР). Подлинным основателем Парфянского царства был Тиридат I. Нек-рые учёные отождествляют его с Аршаком I.

Осн. представители династии Аршакидов: Аршак I [250 - 248/247], Тиридат I [248/247 -ок. 211], Артабан I [ок. 211-191], Прианат [ок. 191-176], Фраат I [ок. 175-170], Митридат I [ок. 170-138/137], Фраат II [138/137 - ок. 128], Артабан II [ок. 128-124/123], Митридат II [ок. 123 - 88/87], Фраат III [70/69-58/57], Ород II [ок. 57-37/36], Фраат IV [37/36-2], Фраат V [2 до н. э.- ок. 4 н. э.], Во-нон I [7/8- ок. 12], Артабан III [ок. 12 - ок. 38], Готарз II [ок. 38 - ок. 51], Вологес I [51/52-79/80], Митридат IV [128/129-147], Вологес III [148-192], Вологес IV [191-207/208], Вологес V [207/208-222/223], Артабан V [около 209-224].

В хронологии парфянских А. остаётся ещё много спорного. Данная таблица составлена в осн. по работам Debevоisе N. С., A political history of Parthia, Chi., 1938; Parker R. A. and Dubberstein W., Babylonian chronology..., Providence, 1957.

О младшей линии А., утвердившейся в Армении, см. Аршакиды армянские.

Д. Г. Редер.

АРШАН, бальнеологич. и горноклиматич. курорт в Тункинском р-не Бурят. АССР, в 130 км от ж.-д. ст. Слюдянка. Климат резко континентальный. Лето короткое, умеренно тёплое, зима продолжительная, холодная. Осадков 495 мм в год (максимум летом). Леч. средства: минеральная вода одного из источников, имеющая состав:

Воду применяют для ванн и питья, разливают в бутылки. Лечение больных с заболеваниями органов пищеварения,

кровообращения, а также нарушением обмена веществ. Санаторий, поликлиника, ванное здание, дома отдыха. Сезон - круглый год.

АРШИН (тюрк.), устаревшая мера длины, до введения метрической системы мер применявшаяся в ряде стран (Болгария, Афганистан, Россия, Турция, Иран). В России вошла в употребление с 16 в. Первоначально А. равнялся 27 англ. дюймам; при Петре I размер А. был установлен в 28 дюймов и оставался неизменным. 1 А. =16 вершкам = 71,12 см. Размер А. в различных странах от 65,2 см до 112 см.

АРШИНОВ Владимир Васильевич [3(15).7.1879, Москва,-7.8.1955, Ленинград], советский геолог, засл. деятель науки РСФСР (1941), проф. (1945). Преподавал в Моск. горной академии и в Моск. геологоразведочном институте (1919-33). Один из учредителей ин-та "Литогеа", переименованного позже во Всесоюзный ин-т минерального сырья (ВИМС), где был науч. руководителем (1915-55). Занимался изучением нерудных и рудных полезных ископаемых, вопросами технич. петрографии и методики обогащения минералов и бедных руд, а также использования различных пром. отходов. Награждён орденом Ленина и орденом Трудового Красного Знамени.

АРЫК (тюрк.), местное название канала оросительной сети в Ср. Азии, Казахстане, Закавказье.

АРЫС, горько-солёное самосадочное озеро в зап. части Бетпак-Дала, в 140 км на С.-В. от г. Кзыл-Орда в Кзыл-Ординской обл. Казах. ССР. Пл. 146 км2. Питание осуществляется за счёт источников, выходящих на берегах и со дна озера.

APЫCЬ, река на Ю. Казах. ССР, прав. приток Сырдарьи. Дл. 378 км, пл. басс. 14 900 км2. Истоки в хр. Таласский Алатау и Каратау, по выходе из гор течёт по равнине. В верх. течении относится к рекам снегово-дождевого питания. Ср. расход воды у г. Арысь 46,6 м3/сек, наибольший сток в апреле, наименьший - в августе. В ниж. течении режим реки сильно изменён разбором воды на орошение. Наиболее крупные притоки - Машат, Аксу, Сайрамсу, Боралдай, Бадам.

APЫCЬ, город (до 1956 - посёлок) в Чимкентской обл. Казах. ССР, на левобережье р. Арысь (приток Сырдарьи). Узел ж.-д. линий на Оренбург, Ташкент, Алма-Ату. 30 тыс. жит. (1967). Предприятия ж.-д. транспорта.

АРЬЕЖ (Ariege), департамент на Ю. Франции, на сев. склонах Центр. Пиренеев