загляните на купон-скидку или справочники: окна kbe, окна veka, окна rehau, остекление балкона, остекление лоджии, изготовление окон, монтаж окон, остекление, производство окон, металлопластиковые окна, окна пвх, пластиковые окна, установка окон, стеклопакеты и евроокна.



ВСЁ О СТРОИТЕЛЬСТВЕ, ЖЕЛЕЗОБЕТОНЕ, БЕТОНЕ, АРХИТЕКТУРЕ И НЕ ТОЛЬКО...:
ОПРЕДЕЛЕНИЯ:

АСФАЛЬТИРОВАНИЕ, устройство асфальтобетонных покрытий на автомобильных дорогах, улицах, аэродромах и т. п. путём укладки и уплотнения асфальтобетонной смеси по предварительно подготовленному основанию. В зависимости от назначения покрытия асфальтобетонную смесь (асфальтобетон) укладывают в один или два слоя на основание из щебня, гравия (нежёсткое основание) или бетона (жёсткое основание). Нижний слой толщиной 4-5 см устраивают из крупно- или среднезерни-стой смеси с остаточной пористостью 5-10% ; верхний слой толщиной 3-4 см-из средне- или мелкозернистой смеси (остаточная пористость 3-5%). При тяжёлых нагрузках и интенсивном движении транспорта покрытия устраивают 3-4-слойными общей толщиной 12-15 см. АСФАЛЬТИРОВАНИЕ начинается с очистки основания от пыли и грязи механич. дорожными щётками и поливомоечными машинами, исправления неровностей основания, обработки его поверхности жидким битумом или битумной эмульсией. Асфальтобетонная смесь приготовляется в асфальтобетоно-смесителях на стационарных или полустационарных заводах (установках), доставляется на место автомобилями-самосвалами и загружается в приёмный бункер асфалътобетоноукладчика, к-рый укладывает, разравнивает и предварительно уплотняет смесь. Окончат. уплотнение осуществляется катками дорожными. .


КОММУНАЛЬНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО, отрасль строительства, занятая сооружением объектов, связанных с обслуживанием жителей городов, посёлков городского типа, районных сельских центров и населённых пунктов сельской местности. В числе этих объектов: системы водоснабжения и канализации с очистными сооружениями и сетями; сооружения городского электрического транспорта с путевым, энергетическим хозяйством, депо и ремонтными предприятиями; сети газоснабжения и теплоснабжения с распределительными пунктами, районными и квартальными котельными; электрические сети и устройства напряжением ниже 35 кв; гостиницы; городские гидротехнические сооружения; объекты внешнего благоустройства населённых мест, озеленения, дороги, мосты, путепроводы, ливнестоки; предприятия санитарной очистки, мусороперерабатывающие и др. Планомерное развитие КОММУНАЛЬНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА в СССР началось ещё в 1-й пятилетке и осуществлялось нарастающими темпами до начала Великой Отечеств, войны 1941-45. В годы 4-й пятилетки (1946-50) проводились работы по восстановлению объектов коммунального назначения, разрушенных во время нем.-фаш. оккупации. В последующие годы КОММУНАЛЬНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО велось высокими темпами в связи с бурным развитием промышленности, культуры, увеличением численности городов и посёлков городского типа .
ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО, теория и практика планировки и застройки городов (см. Город). ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО определяют социальный строй, уровень развития производственных сил, науки и культуры, природно-климатичие условия и национальные особенности страны. ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО охватывает сложный комплекс социально-экономических, строительно-технических, архитектурно-художественных, а также санитарно-гигиенических проблем. Общим для ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО досоциалистических формаций является большее или меньшее влияние на него частной собственности на землю и недвижимое имущество..
ЗЕЛЁНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО, составная часть современного градостроительства. Городские парки, сады, скверы, бульвары, загородные парки (лесопарки, лугопарки, гидропарки, исторические, этнографические, мемориальные), национальные парки, народные парки, тесно связанные с планировочной структурой города, являются необходимым элементом общегородского ландшафта. Они способствуют образованию благоприятной в санитарно-гигиеническом отношении среды, частично определяют функциональную организацию городских территорий, служат местами массового отдыха трудящихся и содействуют художественной выразительности архитектурых ансамблей. При разработке проектов садов и парков учитывают динамику роста деревьев, состояние и расцветку их крон в зависимости от времени года.

Главная страница
Поиск по сайту
Оглавление страниц

Объяснение слов: словарь, справочник, информация. Строительство, экономика, промышленность - все сферы жизни: от А до Г, от Г до П и от П до Я

равительство".

"АРХИВ ЮГО-ЗАПАДНОЙ РОССИИ, издаваемый Комиссией для разбора древних актов", Архив ЮЗР, документы по истории Украины в 13-18 вв., в 35 тт. (ч. 1-8, 1859-1914). Осн. источником для издания служил Киевский центр. архив, а также документы, поступившие в Киевскую комиссию от частных лиц, монастырей и различных учреждений. В 1-ю ч. архива ЮЗР (12 тт.) включены материалы по истории православной церкви 14-18 вв., её борьбы с рим.-католич. и униатской церковью; во 2-ю (3 тт.) - протоколы и постановления провинц. шляхетских сеймиков за 1569-1726; в 3-ю (6 тт.) - материалы о борьбе укр. казачества против гнёта польск. шляхты в 1500-1768; особенно ценны документы, отображающие участие укр. населения в освободит. войне 1648-54; в 4-ю (1 т.) - акты о происхождении шляхетских родов в период 1443-1780; в 5-ю (2 тт.) - акты о городах 1432-1798 и переписи еврейского населения в 1765-91; в 6-ю (2 тт.) - документы об экономич. и юридич. положении укр. крестьян 1498-1799; в 7-ю (3 тт.) - акты о заселении юго-зап. края с сер. 13 до конца 18 вв.; в 8-ю (6 тт.)-материалы об укр. администрации, землевладении, судоустройстве в 15-18 вв.

"Архив..." содержит богатый фактич. материал по истории Украины, не утративший науч. значения до настоящего времени, но при использовании документов необходимо учитывать односторонний их подбор гл. образом из официальных польских учреждений и шляхетских родовых архивов, следствием чего является неполное и неверное освещение классовой и освободит. борьбы укр. народа с политич., социальным и религ. гнётом шляхты. Материалы же, рисующие разложение феод.-крепостнич. строя и обострение классовой борьбы трудящихся масс, остались в осн. неизданными.

В. С. Бакулин.

АРХИВАРИУС, хранитель или сотрудник архива.

"APXIBHA СПРАВА", журнал Центр. архивного управления УССР по вопросам теории и практики архивного дела. Издавался в Харькове в 1926-31. Вышла 21 кн. (последние 6 - под назв. "Радянський apxie"). В 1932 объединён с "Бюллетенем" Центрального архивного управления УССР в журн. "Apxiв Paдянськоi Украiни" (1932-33, № 1-8).

"АРХИВНОЕ ДЕЛО", журнал, издававшийся центральными архивными органами СССР и РСФСР в 1923-41 (за исключением 1934). Вышло 58 номеров. В нём публиковались постановления и инструкции по архивному делу, освещалось состояние архивов в СССР и за рубежом, обсуждались методич. вопросы, печатались обзоры публикаций документов, отзывы о сов. и иностр. книгах по архивному делу, информации об изданиях Центр. архивов, велась хроника работы архивов.

АРХИВОВЕДЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ, см. в ст. Историческое образование.

АРХИВОЛЬТ (итал. archivolto, от лат. arcus volutus - обрамляющая дуга), архит. деталь, составляющая обрамление арочного проёма. А. выделяет дугу арки из плоскости стены, становясь иногда осн. мотивом её обработки. См. илл. к ст. Арка.

АРХИВЫ (лат. archivum, от греч. archei-оп - присутственное место), самостоят. учреждения или отделы в учреждениях, организациях, на предприятиях, хранящие документ. материалы, а также совокупность документов, образовавшихся в результате деятельности учреждений, обществ и отдельных лиц. В качестве собрания источников А. служат целям науч. исследований, используются для практич. нужд х-ва и гос. управления.

Архивы в дореволюционной России и в СССР. История древнейших архивных хранилищ на совр. терр. СССР уходит своими истоками в 1-е тыс. до н. э. Памятники письменности (клинописные надписи на глиняных табличках, на камнях и предметах быта), относящиеся к 9-6 вв. до н. э., были обнаружены в Закавказье на терр. одного из ранних рабовладельч. гос-в мира - Урарту. От антич. городов в Сев. Причерноморье (6-5 вв. до н. э.) сохранился т. н. "мраморный А.". Найдены памятники, содержащие сведения о письменности в государствах Средней Азии (Хорезм, Согдиана, гос-во Саманидов). В кон. 9 - нач. 10 вв. наряду с центр. А. в этих гос-вах появляются и А. частные. Ибн Сина оставил подробное описание А.-библиогеки саманидского эмира. А. появляются в это время и у др. народов. Значит. часть древнейших арм. рукописей собрана в Матенадарат (Арм. ССР). К 10 в. относится и зарождение А. в Грузии. Первые А. в Киевской Руси возникли при княжеских дворах, в монастырях и церквах. После образования Русского централизованного гос-ва в Москве в 16 в. возник Царский А., куда вошли документы тверских, рязанских, смоленских, черниговских, ярославских и др. князей и значит. количество материалов о внутр. управлении и внеш. сношениях Рус. гос-ва со странами Зап. Европы и Востока. В нач. 17 в. во время польско-швед. интервенции Царский А. был частично вывезен в Польшу, а оставшиеся материалы поступили в Посольский приказ. В нач. 18 в., в результате реформ Петра I, по Генеральному регламенту коллегий (1720), А. учреждений (Сенат, коллегии, Синод) отделены от текущего делопроизводства и переданы в ведение особых лиц - архивариусов. Одновременно вводилось в оборот и само слово А. Тогда же из документов упразднённого Посольского приказа был образован первый ист. А.- Генеральный А. старых гос. дел (переименованный затем в Моск. А. Коллегии иностр. дел). В 1797 было создано Собственное его императорского величества депо карт (с 1812 - А. Военно-топографич. депо). В 19 в. образуются крупные ист. А.: Моск. А. Гл. штаба (1819; позднее Лефортовский), Гос. А. Росс. империи (1834), Моск. А. Мин-ва юстиции (1852), Военно-учёный А. (1867) и др. Из правительственных учреждений в 19- нач. 20 вв. наиболее крупные А. имели Сенат, Синод, Гос. совет, К-т министров, Совет министров, Гос. дума, Мин-ва внутр. дел, земледелия и гос. имуществ, финансов, нар. просвещения, мин-во двора, Морское мин-во, Гос. контроль; отделения Собственной его величества канцелярии (среди них наиболее значит. А. Третьего отделения, сосредоточивший в своих фондах информац. сведения о всех "происшествиях" в стране в 1826-80).

В дореволюц. России документы о ре-волюц. орг-циях и партиях находились в осн. в А. полиции, судебно-следств. и нек-рых др. учреждений. В 1904 по инициативе В. И. Ленина в Женеве был создан А. при ЦК партии большевиков. До Окт. революции 1917 в России отсутствовало централизованное руководство А., что отрицательно сказывалось на состоянии архивного дела.

После Окт. революции на основании декрета СНК РСФСР от 1 июня 1918 "О реорганизации и централизации архивного дела" и др. декретов об А. в РСФСР, подписанных Лениным, все А. правительственных учреждений ликвидировались как ведомственные, и хранящиеся в них документы составили Единый гос. архивный фонд (ЕГАФ). Архивным делом в стране руководит Гл. архивное управление (ГАУ) при Сов. Мин. СССР. Для хранения архивных фондов общесоюзного значения существует 13 центр. гос. А. СССР, находящихся в непосредств. подчинении ГАУ: Центр. гос. А. Окт. революции, высших органов гос. власти и органов гос. управления СССР (ЦГАОР СССР); Центр. гос. А. нар. х-ва СССР (ЦГАНХ СССР); Центр. гос. А. Сов. Армии (ЦГАСА); Центр. гос. А. Воен.-Мор. Флота СССР (ЦГАВМФ СССР); Центр. гос. А. литературы и искусства СССР (ЦГАЛИ СССР); Центр. гос. А. древних актов (ЦГАДА); Центр. гос. ист. А. СССР (ЦГИА СССР); Центр. гос. военно-ист. А. СССР (ЦГВИА СССР); Центр. гос. А. научно-технич. документации СССР (ЦГАНТД СССР); Центр. гос. А. кинофотодокументов СССР (ЦГАКФД СССР); Центр. гос. А. звукозаписей СССР (ЦГАЗ СССР); Центр. гос. А. РСФСР (Москва); Центр. гос. А. РСФСР Д. Востока (Томск). В союзных республиках (кроме РСФСР, чьи А. подчинены ГАУ при Сов. Мин. СССР) архивным делом руководят архивные управления при Советах Министров республик. В их ведении находятся центр. респ. А. В авт. республиках, краях и областях имеются местные А. (краевые, областные, районные и др.). Ими руководят архивные отделы исполкомов Советов депутатов трудящихся. Помимо гос. А. системы ГАУ, в СССР имеются А., находящиеся в ведении парт. органов, некоторых министерств и ведомств, АН СССР, АН союзных республик и отд. учреждений. Центр. парт. А. (ЦПА) находится при Институте марксизма-ленинизма при ЦК КПСС. Материалы местных организаций КПСС и ВЛКСМ хранятся в парт. А. при филиалах Ин-та марксизма-ленинизма, краевых и областных комитетах КПСС. Всего в парт. А. сосредоточено более 55 млн. документов (1968). Документы учреждений, ведавших внеш. сношениями России и СССР, сосредоточены в А. МИДа СССР - в А. внеш. политики России (АВПР) и А. внеш. политики СССР (АВП СССР). В ведении Мин-ва обороны СССР находятся 2 А., в к-рых собраны воен. и военно-мор. материалы Великой Отечеств. войны (1941-45) и послевоен. периода. Документы, относящиеся к деятельности АН СССР и АН союзных республик, их учреждений, и личные фонды учёных хранятся в Центр. А. АН СССР (создан в 1728), документы нек-рых дореволюц. учреждений, монастырей, коллекции рукописей и т. п. сосредоточены в Б-ке АН СССР, Ленингр. отделении Ин-та истории АН СССР и др. учреждениях. А. есть в Гос. б-ке СССР им. В. И. Ленина, Гос. публичной б-ке им. М. Е. Салтыкова-Щедрина, Гос. Историч. музее, Центр. гос. музее артиллерии, инженерных войск и войск связи, в респ. и областных музеях и библиотеках, мемориальных музеях (А. музея Л. H. Толстого, музея В. В. Маяковского И т. д.). Лит. наследство А. С. Пушкина сосредоточено в А., находящемся в ведении Ин-та рус. лит-ры АН СССР (Пушкинский дом), А.М. Горького - в А. Ин-та мировой лит-ры АН СССР. Помимо гос. А., в учреждениях, организациях и на предприятиях существуют текущие А., где материалы хранятся временно (от 5 до 40 лет) и затем передаются в гос. А.

2-я мировая война нанесла значит. ущерб гос. архивному фонду, но усилиями гос. и парт. органов, Сов. Армии и сов. людей наиболее ценные документы были спасены. В обязанности А. вменена выдача справок о трудовом стаже, зарплате и др. А. совместно с н.-и. ин-тами изучают и издают историч. документы. Многие А. выпустили путеводители, описи и обзоры документ. материалов и др. справочную лит-ру. Кадры историков-архивистов готовит Моск. гос. историко-архивный ин-т (осн. в 1930). 2 марта 1966 в Москве создан Всесоюзный н.-и. ин-т документоведения и архивного дела (ВНИИДАД).

С фспр. 1966 выходит журн. "Советские архивы". Раньше издавались журн.: "Красный архив" (1922-41), "Архивное дело" (1923-41), "Исторический архив" (1955-62), "Вопросы архивоведения" (1959-65).

Лит.: Самоквасов Д. Я., Архивное дело в России, кн. 1 - 2, М., 1902; Маяковский И. Л., Очерки по истории архивного дела в СССР, 2 изд., М., 1960; Черепнин Л. В., Русские феодальные архивы XIV-XV вв., ч. 1-2, М.- Л., 1948-51; Государственные архивы СССР. Краткий справочник, М., 1956; Вопросы архивоведения и истории государственных учреждений СССР, "Труды МГИАИ", 1965, т. 20; К 50-летию советского архивного дела. Основные постановления Советского правительства, М., 1968. Г. А. Белов.

Архивы в зарубежных странах. Археол. раскопки обнаружили существование А. уже в гос-вах Древнего мира. Самым крупным А. раннего средневековья в Зап. Европе был архив римских пап (Ватиканский А.), возникший ок. 4 в. (этот А. и поныне один из ценнейших А. по истории ср.-век. Европы). В ср. века существовали А. феод. княжеств, отдельных монастырей, вотчин, городские А. С процессом гос. централизации постепенно возросло значение королевских А., к-рые становились главными А. гос-ва. Однако к концу средневековья, несмотря на элементы централизации, в каждой стране существовало множество не связанных между собой А.

К крупным изменениям в архивном деле привела Великая франц. революция кон. 18 в. В 1789-90 было принято решение о создании во Франции Нац. А., где стали концентрироваться все документы, отложившиеся в результате деятельности законодат. учреждений страны периода революции. В 1794 Конвент издал декрет, объявивший Нац. А. центральным гос. А. страны, в к-рый предписывалось сдавать как документы нового законодательства, так и ист. материалы по земельным и суд. вопросам (ныне франц. Нац. А.- Archives nationales - в Париже - одно из крупнейших архивных хранилищ мира); на местах аналогичные материалы должны были концентрироваться в департаментских А. Документы, ценные только в ист. отношении, передавались в Парижскую нац. б-ку. Декрет 1794, впервые установивший положение об общей архивной реформе, стал примером для архивного законодательства ряда стран. В 19 в. А. стали публичными, что сделало более или менее доступным использование их материалов для науч. исследований и способствовало превращению А. в центры науч. работы по исследованию и публикации хранящихся в них документов. Во мн. странах началась подготовка спец. кадров архивистов (спец. архивный ин-т был создан в 1821 в Париже - т. н. Школа хартий - Ecole des chartes). В 19-20 вв. обнаруживается тенденция к дальнейшей централизации А., проявляющаяся как в концентрации гос. хранилищ, так и в подчинении А. специальным органам управления. Централизация архивного дела во Франции оформилась рядом законодат. актов 50-90-х гг. 19 в. (наиболее важный 1884), согласно к-рым управление нац., департаментскими, коммунальными и госпитальными А. сосредоточивалось в Мин-ве просвещения, при к-ром были созданы Архивное управление, Архивная комиссия и инспекция. По образцу Франции была проведена реформа архивного дела в Нидерландах (1875) и в Бельгии (1879), где была создана сеть гос. А. (центр. и провинциальных), подчинённых Мин-ву внутр. дел. В Англии в 1838 был издан закон о создании Гос. публичного A. (The Public Record Office; один из богатейших А.), где были сконцентрированы все ист. хранилища Лондона, сюда же стали поступать и нек-рые материалы из действующих учреждений; однако ни общего архивного управления, ни подчинённой ему сети местных гос. А. в Англии создано не было. Концентрация А. в Италии и в Германии (странах, остававшихся до 2-й пол. 19 в. политически раздробленными) сначала происходила в пределах отдельных гос-в, существовавших на их терр. После объединения Италии был создан А. Итал. королевства (1861; ныне - Центр, гос. А.- Archivio Centrale dello Stato, Рим), все гос. А. были переданы в Мин-во внутр. дел. Общегерм. гос. А. возник только в 1919 [после 2-й мировой войны центр. А. ГДР является Герм. центр. A. (Deu-tsches Zentralarchiv) в Потсдаме (документы до 19 в. хранятся в его отделении в Мерзебурге); центр. А. ФРГ - Федеральный A. (Bundesarchiv) в Кобленце (документы до 19 в. хранятся в его филиале во Франкфурте-на-Майне)]. В США центральный гос. А. (Нац. А.- National Archives, Вашингтон) был создан в 1934; по Акту о федеральных А. 1950, подчинившему Нац. А. США Управлению общих служб федерального пр-ва, Нац. А. получил право адм. контроля за А. всех ведомств федерального пр-ва. Широкая сеть местных гос. А. США (создавались с нач. 19 в.)-А. штатов, графств, городов - не подчинена центр. архивной администрации; в их положении и структуре сохраняется большое разнообразие. Много архивных документов хранится в библиотеках (в частности, в рукописном отделе Б-ки конгресса в Вашингтоне).

2-я мировая война причинила огромный ущерб А. мн. стран, особенно хранилищам Вост. Европы (А. Варшавы, Праги и др.). Погибли мн. А. Германии, пострадали А. Италии. После войны пр-во СССР передало пр-ву ГДР св. 2 млн. единиц архивных документов и актов, спасённых Сов. Армией от уничтожения при разгроме фаш. Германии; спасённые арх. материалы были переданы пр-вом СССР также пр-вам Польши, Чехословакии, Румынии, Венгрии, Франции и ряда др. стран.

частные архивы - предприятий, акц. об-в, политич. орг-ций и т. д., владельцы к-рых часто препятствуют использованию материалов своих А. (боясь разглашения "деловых тайн" и др.). Наряду с централизованной системой управления гос. А. (напр., во Франции, Бельгии, скандинавских странах) существует и децентрализованная (напр., в США, Швейцарии, Великобритании ).

В большинстве стран Лат. Америки гос. нац. А. были образованы в 1-й пол. 19 в. после освобождения этих стран от исп. и португ. колониальной зависимости (в 1821 - Гл. нац. А. Аргентины, в 1823 - Мексики, в 1838 - Бразилии и др.).

В странах Азии и Африки на состоянии архивного дела тяжело сказалось положение колониальной и полуколониальной зависимости, в к-ром находились мн. из этих стран. Архивные богатства оказались расхищенными, были увезены колонизаторами в страны-метрополии (особенно мн. колониальных материалов в А. Великобритании, Нидерландов, Испании, Португалии). Постановка архивного дела неск. улучшилась в последние десятилетия (в странах, находившихся в колониальной зависимости,- после завоевания ими независимости). В числе наиболее богатых А. стран Востока - Нац. А. в Дели (Индия), А. Совета Министров Турции в Анкаре, Центр. гос. А. в Каире (ОАР) и др.

В зарубежных социалистич. странах архивное дело подверглось коренному преобразованию. В 1949-57 в Болгарии, ГДР, Польше, Румынии, Чехословакии были проведены реформы по осуществлению последоват. централизации А. Была создана стройная единая система А., организованы Гос. архивные фонды, в состав к-рых включены документы, хранящиеся в различных А., библиотеках, музеях, а также отлагающиеся в процессе деятельности совр. учреждений и орг-ций. Большое внимание уделяется собиранию историко-революц. документов - созданы историко-революц. А.

В А. ряда зарубежных стран имеются ценные коллекции документов, относящиеся к истории России (особенно богаты такими материалами А. Швеции, Финляндии, Австрии, Франции, Нидерландов, Швейцарии, США).

Междунар. связи архивистов. С 1948 при ЮНЕСКО существует Междунар. совет А. (МСА), куда входят архивные учреждения 71 страны (1968); чл. МСА являются (с 1956) архивные учреждения СССР, УССР, БССР. Задачи МСА - периодич. созывы междунар. конгрессов архивистов (1-й состоялся в 1950 в Париже), установление и укрепление связей между А. разных стран, содействие сохранению и защите документов, координирование работы А. в междунар. плане. При МСА издаётся журнал "Archivum" (с 1951), созданы междунар. курсы архивистов (в Париже). Вне структуры МСА, но под его покровительством с 1957 существует орг-ция "Круглый стол архивов" (региональная европ. орг-ция).

Совр. состояние архивного дела характеризуется широким внедрением архивной техники (микрофильмирование и фотографирование документов, создание А. кинофильмов и микрофильмов, применение новых методов реставрации и консервации документов), размещением А. в архивохранилищах, специально оборудованных для лучшего хранения документ. материалов (особые стеллажи, установки для кондиционирования воздуха и т. д.). Использование архивных материалов облегчается изданием каталогов и путеводителей.

Лит.: Маяковский И. Л., Архивы и архивное дело в рабовладельческих государствах древности и в эпоху феодализма, М., 1959; Бржостовская Н. В., Архивное дело в странах Европы и Америки в период капитализма, М., 1957; её же, Развитие архивного дела в новейшее время (1918 - 1960), М., 1961; Архивное дело в зарубежных странах. Очерки, в. 1, М., 1963; Brenneke R., Archivkunde, Lpz., 1953; Favier J., Les archives, P., 1959; Jen-kinson H., A manual of archive administration, 2 ed., L., 1965; Schellenberg T. R., The management of archives, N. Y. -L.,1965; Dadzie E. W., Strick1and J. Т., Directory of archives, libraries and schools of librarianship in Africa, P., 1965. E. В. Вернадская.

АРХИДАМ II (греч. Archidamos) (ум. 427 или 426 до н. э.), царь Спарты с 469 (или 476). Командовал спартанским войском при подавлении восстания илотов 464-458 или 455 (см. Мессен-ские войны). В 1-й период Пелопоннесской войны руководил опустошительными походами спартанского войска в Аттику (в 431, 430 и 428) и Платеи (в 429). По имени А. II этот период войны (431 - 421) наз. Архидамовой войной.

АРХИЕПИСКОП (от архи... и епископ), духовный сан, одна из высших ступеней в христ. церковной иерархии (выше епископа).

АРХИЕРЕЙ (от греч. archiereus), или епископ, в православной церкви лицо, принадлежащее к высшему чину священнослужителей. А. управляет епархией - церковно-адм. округом, возводит в сан священников, дьяконов, назначает их на должности, судит духовенство и мирян по вопросам веры, совершает богослужения и т. д.

АРХИЕРЕЙСКИЕ ШКОЛЫ, сословные низшие учебные заведения для детей духовенства, открывавшиеся в России с 1721 при архиерейских домах (церковно-адм. учреждения). Предметами обучения являлись религия, чтение, письмо, а в нек-рых также арифметика, латинский, греческий, славянский, др.-еврейский языки. Начиная с 1737 А. ш. постепенно были преобразованы в духовные семинарии.

АРХИКАРП, женский половой орган многих сумчатых грибов. Состоит из 2 частей: нижней, округло-вздутой (а с к о г о н) в виде одной или неск. крупных, часто многоядерных клеток, и верхней 6. или м. вытянутой (трихогина), через к-рую половые клетки, созревшие в мужском половом органе (антеридии), проникают в аскогон. После этого из А. вырастают аскогенные нити (гифы), заканчивающиеся сумками (аска-ми) со спорами.

АРХИЛОХ (Archilochos), древнегреческий поэт 2-й пол. 7 в. до н. э. Сын знатного гражданина и рабыни. Стихи А., сохранившиеся в отрывках, часто обращены к конкретным лицам. Его поэзия полемически заострена против аристокра-тич. представлений о чести, доблести и посмертной славе. Древние считали А. величайшим лирич. поэтом. На его родине было воздвигнуто святилище, от к-рого уцелели обломки с надписями, содержащими биографию А. и отрывки из его стихов.

Соч.: Fragments. Texte etabli par F. Lasserre, trad, et comm. par A. Bonnard, P.,

1958; Anthologia lyrica Graeca, ed. E. Diehl, 3 ed., Lipsiae, 1952, в рус. пер.- в кн.: Вересаев В., Поли. собр. соч., т. 10, М., 1929, с. 131-57.

Лит.: История греческой литературы, под ред. С. И. Соболевского [и др.], т.1, М.-Л., 1946; Тройский И. М., История античной литературы, 3 изд., Л., 1957.

АРХИМАНДРИТ (греч. archimandrites), в православной церкви назв. настоятелей крупных муж. монастырей, ректоров духовных семинарий, начальников духовных миссий.

АРХИМЕД (Archimedes; ок. 287- 212 до н. э.), древнегреческий учёный, математик и механик. Развил методы нахождения площадей поверхностей и объёмов различных фигур и тел. Его математич. работы намного опередили своё время и были правильно оценены только в эпоху создания дифференциального и интегрального исчислений. А.- пионер математич. физики. Математика в его работах систематически применяется к исследованию задач естествознания и техники. А.- один из создателей механики как науки. Ему принадлежат различные технич. изобретения.

А. родился в Сиракузах (о. Сицилия) и жил в этом городе в эпоху 1-й и 2-й Пунических войн. Предполагают, что он был сыном астронома Фидия. Научную деятельность начал как механик и техник. А. совершил поездку в Египет и сблизился с александрийскими учёными, в т. ч. с Кононом и Эратосфеном. Это послужило толчком к развитию его выдающихся способностей. А. был близок к сира-кузскому царю Гиерону II. Во время 2-й Пунической войны А. организовал инж. оборону Сиракуз от рим. войск. Его воен. машины заставили римлян отказаться от попыток взять город штурмом и вынудили их перейти к длит. осаде. При взятии города войсками Марцелла А. был убит римским солдатом, к-рого, по преданию, встретил словами "не трогай моих чертежей". На могиле А. был поставлен памятник с изображением шара и описанного около него цилиндра. Эпитафия указывала, что объёмы этих тел относятся, как 2:3 - открытие А., к-рое он особенно ценил.

Работы А. показывают, что он был прекрасно знаком с математикой и астрономией своего времени, и поражают глубиной проникновения в существо рассматриваемых А. задач. Ряд работ имеет вид посланий к друзьям и коллегам. Иногда А. предварительно сообщал им без доказательств свои открытия, с тонкой иронией добавляя неск. неверных предложений.

В 9-11 вв. работы А. переводились на араб. яз., с 13 в. они появляются в Зап. Европе в лат. переводе. С 16 в. начинают выходить печатные издания А., в 17 - 19 вв. они переводятся на новые языки. Первое издание отдельных трудов А. на рус. яз. относится к 1823. Нек-рые работы А. до нас не дошли или известны лишь в отрывках, а его "Послание к Эратосфену" было найдено лишь в 1906.

Центральной темой математич. работ А. являются задачи на нахождение площадей поверхностей и объёмов. Решение многих задач этого типа А. первоначально нашёл, применяя механич. соображения, по существу сводящиеся к методу "неделимых" (см. "Неделимых" метод), а затем строго доказал методом исчерпывания (см. Исчерпывания метод), к-рый он значительно развил. Рассмотрение А. двусторонних оценок погрешности при проведении интеграционных процессов позволяет считать его предшественником не только И. Ньютона и Г. Лейбница, но и Б. Римана. А. вычислил площадь эллипса, параболич. сегмента, нашёл площадь поверхности конуса и шара, объём шара и сферич. сегмента, а также различных тел вращения и их сегментов. А. исследовал свойства т. н. архимедовой спирали. Дал построение касательной к этой спирали, нашёл площадь её витка. Здесь он выступает как предшественник методов дифференциального исчисления. А. рассмотрел также одну задачу изопериметрич. типа. В ходе своих исследований он нашёл сумму бесконечной геометрич. прогрессии со знаменателем 1/4., что явилось первым примером появления в математике бесконечного ряда. При исследовании одной задачи, сводящейся к кубич. уравнению, А. выяснил роль характеристики, к-рая позже получила название дискриминанта. А. принадлежит формула для определения площади треугольника через 3 его стороны (неправильно именуемая формулой Герона). А. дал (не вполне исчерпывающую) теорию полуправильных выпуклых многогранников (архимедовы тела). Особое значение имеет аксиома Архимеда (см. Архимеда аксиома): из неравных отрезков меньший, будучи повторен достаточное число раз, превзойдёт больший. Эта аксиома определяет т. н. архимедовскую упорядоченность, к-рая играет важную роль в совр. математике. А. построил счисление, позволяющее записывать и называть весьма большие числа. Он с большой точностью вычислил значение числа я и указал пределы погрешности: 3 10/71 < п < 3 1/7.

Механика постоянно находилась в круге интересов А. В одной из своих первых работ он исследует распределение нагрузок между опорами балки. А. принадлежит определение понятия центра тяжести тела.Применяя, Б частности, интеграционные методы, он нашёл положение центра тяжести различных фигур и тел. А. дал математич. вывод законов рычага. Ему приписывают гордую фразу: "Дай мне, где стать, и я сдвину Землю". А. заложил основы гидростатики. Он сформулировал основные положения этой дисциплины, в т. ч. знаменитый закон А. (см. Архимеда закон). Последняя работа А. посвящена исследованию равновесия плавающих тел. При этом он выделяет устойчивые положения равновесия. А. изобрёл водоподъёмный механизм, т. н. архимедов винт (см. Водоподъёмная машина), к-рый явился прообразом корабельных, а также воздушных винтов. Рассказывают, что А. нашёл решение задачи об определении количества золота и серебра в жертвенной короне Гиерона, когда садился в ванну, и нагим побежал домой с криком "эврика!" ("нашёл!"). А. занимался также астрономией. Он сконструировал прибор для определения видимого (углового) диаметра Солнца и нашёл значение этого угла с поразительной точностью. При этом А. вводил поправку на размер зрачка. Он первым стал приводить наблюдения к центру Земли. Наконец, А. построил небесную сферу - механич. прибор, на к-ром можно было наблюдать движения планет, фазы Луны, солнечные и лунные затмения. Портрет стр. 278. Соч.: Archimedis opera omnia cum commentariis Eutocii, ed. J. L. Heiberg. v. 1 - 3,

Lipsiae, 1910 -15; в рус. пер.- Сочинения, М., 1962 (библ. с. 635 - 37).

Лит.: Чвалина А., Архимед, пер. с нем., М.- Л., 1934; Лурье С. Я., Архимед, М.- Л., 1945; Каган В. Ф., Архимед. Краткий очерк о жизни и творчестве, М.- Л., 1949; Веселовский И. Н., Архимед, М., 1957; Heath Т. L., Archimedes, L., 1920. С. Б. Стечкин.

АРХИМЕДА АКСИОМА заключается в том, что, повторив достаточное число раз меньший из двух заданных отрезков, мы всегда можем получить отрезок, превосходящий больший из них. То же относится к площадям, объёмам, числам и т. д. Вообще, если А к В суть два значения одной и той же величины, причём А<В, то всегда можно найти такое целое число m, что Ат>В; на этом основан процесс последовательного деления в арифметике и геометрии (см. Евклида алгоритм). Значение А. а. выяснилось с полной отчётливостью после того, как в 19 в. было обнаружено существование величин, по отнесению к к-рым эта аксиома несправедлива,- т. н. неархимедовых величин (см. Величина). А. а. отчётливо сформулирована Архимедом в соч. "Шар и цилиндр"; ранее её применял Евдокс Книдский, почему иногда А. а. называют аксиомой Евдокса.

АРХИМЕДА ЗАКОН, закон статики жидкостей и газов, согласно к-рому на всякое тело, погружённое в жидкость (или газ), действует со стороны этой жидкости (газа) поддерживающая сила, равная весу вытесненной телом жидкости (газа), направленная вверх и приложенная к центру тяжести вытесненного объёма. Открыт Архимедом. Поддерживающую силу наз. также архимедовой, или гидростатич. подъёмной силой. Давление, действующее на погружённое в жидкость тело, увеличивается с глубиной погружения, поэтому сила давления жидкости на ниж. элементы поверхности тела больше, чем на верхние. В результате сложения всех сил, действующих на каждый элемент поверхности, получается равнодействующая F, направленная вверх (рис.). Это и есть поддерживающая сила. Если тело плотно лежит на дне, то давление жидкости только сильнее прижимает его ко дну.

Если вес тела Р меньше поддерживающей силы, тело всплывает на поверхность жидкости до тех пор, пока вес вытесненной погружённой частью тела жидкости не станет равным поддерживающей силе. Если вес тела больше поддерживающей силы, тело тонет; если же вес тела равен поддерживающей силе, тело плавает внутри жидкости.

А. з.- основа теории плавания тел в жидкостях и газах.

АРХИМЕДА ТЕЛА, то же, что полуправильные многогранники.

АРХИМЕДОВ ВИНТ, см. Водоподъёмная машина.

АРХИМЕДОВА СПИРАЛЬ, плоская кривая. См. Линия.

АРХИМИЦЕТЫ (Archimycetes), xитридиевые грибы, класс низших микроскопических грибов, преимущественно внутриклеточных паразитов водорослей, водных грибов и цветковых растений. Вегетативное тело А. представлено комочком голой протоплазмы
(миксохитридиевые грибы) или слабо развитым мицелием (микохитридиевые грибы). При бесполом размножении у большинства А. образуется один или неск. спорангиев, в к-рых развиваются одножгутиковые (у нек-рых А. двужгутиковые) зооспоры. При половом размножении сливаются либо целые особи, либо гаметы (изо- или гетерогаметы). У мн. А. образуются цисты, из к-рых после периода покоя выходят зооспоры. Одни микологи считают предками А. зелёные водоросли, другие - грибы-фикомицеты, третьи - бесцветных жгутиковых; последнее, вероятно, наиболее правильно.

Лит.: Курсанов Л. И., Микология, 2 изд., М., 1940.

АРХИПЕЛАГ (от итал. Arcipelago, название, предложенное в 13 в. венецианцами для Эгейского м.), 1) А. - значительная группа о-вов, лежащих на небольших расстояниях друг от друга и обычно рассматриваемых как одно целое. О-ва, входящие в один и тот же А., обычно имеют одинаковое происхождение и сходное геол. строение. В зависимости от этого различают А. материковые (Новая Земля), коралловые (Маршалловы о-ва), вулканич. (Гавайские о-ва). 2) Греческий архипелаг, редко употребляемое наименование всей совокупности о-вов Эгейского м.

АРХИПЕЛАГСКИЕ ЭКСПЕДИЦИИ РУССКОГО ФЛОТА, походы и крупные стратегич. действия рус. флота в р-не Греч. архипелага во 2-й пол. 18 - нач. 19 вв. 1) Во время рус.-тур. войны 1768-74, когда Россия не имела флота на Чёрном м., Балт. флоту была поставлена задача направить эскадру в Средиземное м. с целью оттянуть часть тур. сил с Дунайского театра войны и нанести удар Турции с тыла, использовав при этом подготовлявшиеся восстания слав. народов и греков, блокировать Дарданеллы и прервать тур. коммуникации с Сев. Африкой и Ближ. Востоком. Общее командование было возложено на А. Г. Орлова. В состав экспедиции вошло 5 эскадр Балт. флота (20 лин. кораблей, 6 фрегатов, 1 бомбардирский корабль, 27 вспомогат. судов с экипажем и десантом ок. 17 тыс. чел.). Успешный поход экспедиции из Балтийского м. в Средиземное был облегчён содействием Англии, оказавшей нажим на Францию и Испанию, к-рые хотели помешать переброске рус. кораблей. 1-я эскадра адм. Г. А. Спиридова вышла из Кронштадта 18 июля 1769 и, достигнув берегов п-ова Морея, 19 февр. 1770 совм. с восставшими греками овладела Мизитрой (Мистрас) и Аркадией, а 10 апр.- крепостью Нава-рин, к-рая стала манёвренной базой рус. флота. Вследствие неудачи наступат. действий на п-ове Морея из-за недостатка десантных войск и подавления турками восстаний гл. усилия экспедиции были перенесены в Эгейское м. 22 мая 1770 прибыла 2-я эскадра контр-адм. Дж. Эл-финстона и объединилась с 1-й под команд. Спиридова (всего 9 лин. кораблей, 3 фрегата, 1 бомбардирский корабль и др.). 24 июня она одержала победу в Хиосском прол., а в ночь на 26 июня уничтожила почти весь тур. флот в Чесменском бою 1770, установив господство в Архипелаге. В дек. 1770 - сент. 1774 в Архипелаг прибыли эскадры контр-адм. И. Н. Арфа, контр-адм. В. Я. Чичагова (с авг. 1772 капитана 1-го ранга М. Т. Коняева) и контр-адм.

С. К. Грейга. До заключения мира рус. флот осуществлял блокаду Дарданелл, высаживал десанты на тур. о-вах в Эгейском м. и уничтожал транспорты на мор. сообщениях Турции.

2) Во время войны 2-й коалиции (Англия, Россия, Австрия, Швеция) против Франции 1805-07. Экспедиция имела целью усиление обороны Ионич. о-вов, где о. Корфу являлся гл. базой рус. флота, созданной во время Средиземноморского похода Ушакова 1798 - 1800. В янв. 1806 здесь было сосредоточено 6 отрядов Черномор. флота и эскадра Балт. флота (всего 10 лин. кораблей, 5 фрегатов, 6 корветов, 6 бригов, 12 канонерских лодок и др., 13 тыс. десанта) под команд. вице-адм. Д. Н. Сенявина. В 1806 рус. флот действовал гл. обр. в Ионич. м. и у берегов Далмации, блокировал обороняемые франц. войсками берега, занял десантом Каттарскую обл. и неск. о-вов. В связи с объявлением в дек. 1806 Турцией войны России в февр. 1807 эскадра Сенявина (8 лин. кораблей, 1 фрегат, 1 шлюп, 2 тыс. десанта) подошла к Дарданеллам для совместных действий с англ. флотом. В это время англ. эскадра адм. Дж. Дакуорта после прорыва в Мраморное м. и безрезультатных переговоров с тур. пр-вом со значит. потерями вышла из пролива и ушла на Мальту. 10 марта рус. десант овладел о. Тенедос, где была организована база для блокадных действий против Дарданелл. Попытка тур. флота прорвать блокаду закончилась боем в Дарданелльском прол. 10 мая и разгромом тур. флота в Афонском сражении 1807. После заключения Тильзитского мира 1807 между Россией и Францией (июль 1807) в авг. 1807 эскадра Сенявина прекратила блокаду Дарданелл и направилась в Балтийское м.

Во время А. э. р. ф. был успешно осуществлён стратегич. манёвр силами флота с одного театра на другой. Рус. флот использовал решительные формы стратегич. и тактич. действий: уничтожение противника в бою, блокадные действия и десанты. Народы Балкан поддерживали рус. флот и войска.

Лит.: Тарле Е. В., Три экспедиции русского флота, М., 1956; Головачев В. Ф., Чесма. Экспедиция русского флота в Архипелаг и Чесменское сражение, М.- Л., 1944; Боевая летопись русского флота, М., 1948.

АРХИПОВ Абрам Ефимович [15(27).8. 1862, дер. Егорово Рязанской губ.,- 25.9.1930, Москва], советский живописец, нар. худ. РСФСР (1927), действит. чл. АХ (с 1916). Учился в Моск. уч-ще живописи, ваяния и зодчества (1877-83 и 1886-88) у В. Г. Перова и В. Д. Поленова и в петерб. АХ (1884-86). Чл. Товарищества передвижных художеств. выставок (с 1891), Союза рус. художников (с 1904). Работы 1880-х гг.-жанровые сцены (гл. обр. из жизни крестьян). В 1890-х гг. создаёт ряд лирич. жанрово-пейзажных полотен, в к-рых т. н. "пейзажное настроение" органически сочетается с эмоциональным состоянием изображаемых людей. В этот период А. придаёт особое значение проблеме пленэра. Со-циально-обличит. тенденции иск-ва А. наиболее ярко проявились в картине "Прачки" (1890-е гг., Рус. музей, Ленинград; 1901, Третьяков, гал.) - одной из лучших в творчестве худ. и по своим живописным качествам. В 1900-10-е гг. А. пишет в осн. пейзажи рус. Севера. С 10-х гг. работал также над портретами, гл. обр. крестьянок. Применяя широкий, густой мазок, контрастное сопоставление тонов в сочетании с праздничной яркостью цвета, А. создаёт образы людей, полных, здоровья и радости. Чл. АХРР (1924). Преподавал в Моск. уч-ще живописи, ваяния и зодчества (1894-1918), Гос. свободных художественных мастерских (1918-20) и Вхутемасе (1922-24) в Москве. Ученики: А. М. Герасимов, Б. В. Иогансон. Произв. (кроме назв. выше): "По реке Оке" (1890), "Обратный" (1896), "Девушка с кувшином" (1927) - все в Третьяков, гал.; "Лёд прошёл" (1895, Рязанский художеств. музей). Портрет стр. 296. Илл. см. на вклейке к стр. 296.

Лит.: Абрам Ефимович Архипов. [Альбом. Вступит, ст. Д. Сарабьянова], М., 1958; Живова О. А., Абрам Ефимович Архипов, М., 1959.

АРХИПОВ Василий Сергеевич [р. 9(22). 12.1906, с. Тютняры, ныне Челябинской обл.], ген.-полк. танковых войск, дважды Герой Сов. Союза. Чл. КПСС с 1931. В Сов. Армии с 1928. Окончил курсы усовершенствования комсостава (1938 и 1943) и Академию Генштаба (1950). Звание Героя Сов. Союза присвоено командиру танковой роты А. 21 марта 1940 за успешный прорыв обороны противника во время сов.-финл. войны и 23 сент. 1944 за умелое руководство 53-й танк. бригадой при овладении г. Пере-мышлем и форсировании р. Вислы. Награждён 3 орденами Ленина, 5 орденами Красного Знамени, орденами Кутузова 2-й степени и Красной Звезды, 2 иностр. (польск. и чехосл.) орденами, а также медалями. После войны - на командных и руководящих должностях в Сов. Армии. Портрет стр. 296.

АРХИПОВ Трофим Архипович [р 26.7 (8.8). 1908, дер. Новая Бия, ныне Мож-гинского р-на Удм. АССР], удмуртский советский писатель, нар. писатель Удм. АССР (1960). Чл. КПСС с 1939. Был редактором журнала "Молот" (1956-66). Осн. тема А.-преобразование удм. деревни. Повесть "У реки Лудзинки" (ч. 1-2, 1949-57) посвящена трудовым будням деревни в годы Великой Отечеств. войны и послевоен. годы; роман "Красота человека" (1963) - строителям Боткинской ГЭС на Каме; повесть "Вышел ты на дорогу" (1968-69) рассказывает о Гражд. войне и становлении Сов. власти в удм. деревне. Автор очерков, рассказов и критич. статей.

Соч. в рус. пер.: У реки Лудзинки, М., 1961; Стремнина, Ижевск, 1968.

Лит.: Удмуртская литература, Ижевск, 1966; Писатели Удмуртии. Биобиблиографич. справочник, Ижевск, 1963.

АРХИПОВА Ирина Константиновна (р. 2.12.1925, Москва), русская советская артистка оперы (меццо-сопрано), нар. арт. СССР (1966). Чл. КПСС с 1963. Окончила Моск. архитектурный ин-т (1948) и Моск. консерваторию (1953). Дебютировала в Свердловском театре оперы и балета; с 1956 солистка Большого театра (Москва). А.- артистка отточенного мастерства, обладает сильным голосом, отличающимся богатством тембровых красок, драматич. талантом. В репертуаре А. св. 28 партий. Лучшие из них: Кармен (одноим. произв. Бизе), Амнерис ("Аида" Верди). А.- первая исполнительница на сцене Большого театра партий Дьячихи ("Её падчерица" Яначека), Элен ("Война и мир" Прокофьева) и др. Выступает с концертами. Гастролирует во мн. зарубежных странах. Деп. Верх. Совета СССР 6-го созыва. Портрет стр. 306.

Лит.: Туманов А., Творчество, отмеченное поиском, "Советская музыка", 1964, № 3; Степанова С., Вдохновенное мастерство, "Культура и жизнь", 1967, ;№ 11.

АРХИПОВКА, посёлок гор. типа в Савинском р-не Ивановской обл. РСФСР, на р. Шижегда (басе. Оки). Ж.-д. ст. (Шорыгино) на линии Иваново - Новки. 3,5 тыс. жит. (1968). Ткацкая ф-ка.

АРХИПО-ОСИПОВКА, посёлок гор. типа в Краснодарском крае РСФСР. Расположен на берегу Чёрного м., в 103 км к Ю.-В. от Новороссийска, на шоссе Новороссийск - Туапсе. 5,5 тыс. жит. (1968). Плодовый совхоз. Переработка фруктов. Санаторий; 2 туристич. базы.

АРХИТ Тарентский (Archytas) (ок. 428-365 до н. э.), древнегреческий математик и астроном, гос. деятель и полководец. Последователь пифагорейской школы. Ему принадлежит решение задачи удвоения куба, основанное на построении пересечения неск. поверхностей вращения. А. приписывается установление первых принципов механики, а также изобретение блока и винта. Лит.: Кольман Э., История математики в древности, М., 1961.

АРХИТЕКТОНИКА (от греч. architek-tonike - строит. иск-во), художеств. выражение закономерностей строения, присущих конструктивной системе здания, а также круглой скульптуры или объёмных произв. декоративного иск-ва. А. выявляется взаимосвязью и взаиморасположением несущих и несомых частей, ритмич. строем форм, делающим наглядными статич. усилия конструкции, отчасти пропорциями, цветом и т. п. В широком смысле А.- строение художеств. произв. (картины, симфонии, кинофильма, романа и т. д.), обусловливающее соотношение его главных и второстеп. элементов.

Лит.: Adamу R., Architektonik auf historischer und asthetischer Grundlage, Bd 1-3, В., 1881-96.

АРХИТЕКТОРА (лат. architectura, от греч. architekton - строитель), зодчество, система зданий и сооружений, формирующих пространств. среду для жизни и деятельности людей, а также само искусство создавать эти здания и сооружения в соответствии с законами красоты. А. составляет необходимую часть средств произ-ва (пром. А.- здания заводов, фабрик, электростанций и др.) и материальных средств существования человеческого общества (гражд. А.- жилые дома, общественные здания и др.). Её художеств. образы играют значит. роль в духовной жизни общества. Функциональные, конструктивные и эсте-тич. качества А. (польза, прочность, красота) взаимосвязаны.

Произв. А. являются здания с организованным внутренним пространством, ансамбли зданий, а также сооружения, служащие для оформления открытых пространств (монументы, террасы, набережные и т. п.).

Предметом целеустремлённой организации является и пространство насел. места в целом. Создание городов, посёлков и регулирование всей системы расселения выделились в особую область, нераздельно связанную с А.,- градостроительство.

А. создаётся в соответствии с потребностями и возможностями общества, к-рое определяет функциональное назначение и художеств. строй архит. произведений. Она не только обеспечивает необходимые для жизненных процессов материальные условия, но и является одним из факторов, направляющих эти процессы. Будучи вещественной реальностью, А. способствует выполнению обществом его многообразных жизненных функций, т. е. оказывает на него обратное влияние. Архит. организация жизненных процессов является одним из гл. источников формообразования в А., необходимой базой её образного строя, наконец, условием, игнорируя к-рое, А. не может успешно выполнять свои идеологич. и эстетич. задачи.

В классовом обществе произв. А. создавались, как правило, с учётом экономич., идеологич. и социально-бытовых требований правящего класса. При социализме целью А. стало максимально возможное удовлетворение материальных и духовных потребностей всего общества. Новые проблемы А. во многом определяются высокими темпами социального и технич. прогресса. Чтобы моральное старение сооружений не опережало их конструктивную долговечность, структура произведения А. должна создаваться с учётом научного прогноза и предусматривать возможность функциональных изменений.

Важнейшим средством практич. решения функцион. и идейно-художеств. задач А. является строит. техника. Она определяет возможность и экономич. целесообразность осуществления тех или иных пространств. систем. От конструктивного решения во многом зависят и эстетич. свойства произв. А. Здание должно не только быть, но и выглядеть прочным. Излишек материала вызывает впечатление чрезмерной тяжести; зримая (кажущаяся) недостаточность материала ассоциируется с неустойчивостью, ненадёжностью и вызывает отрицат. эмоции. В ходе развития строит. техники новые принципы архит. композиции, отвечающие свойствам новых материалов и конструкций, могут вступать в конфликт с традиц. эстетическими взглядами. Но по мере распространения и дальнейшего освоения конструкции определяемые ею формы не только перестают восприниматься как необычные, но и превращаются в массовом сознании в источник эмо-ционально-эстетич. воздействия. Что же касается традиц. форм, то при изменении конструктивных приёмов они могут сохраняться как декоративные либо как сим-волич. выражение определ. эстетического идеала, утратив прямую связь с конструкцией (напр., ордер, сложившийся в античной Греции как эстетически осознанная стоечно-балочная конструкция из камня, служил подчас не связанным с конструкцией художественным средством в архитектуре барокко и классицизма).

Качеств. изменения строит. техники, создание новых конструкций и материалов существенно повлияли на совр. А. Особое значение имеет замена ремесл. методов стр-ва индустриальными, связанная с общими процессами развития произ-ва, с необходимостью повышения темпов массового строительства и потребовавшая введения стандартизации, унифицированных конструкций и деталей. Метод стандартизации должен обеспечить многообразие форм из стандартных элементов, отвечающее многообразию функциональных потребностей и обусловливающее выразительность сооружений и их ансамблей. Индустриализация создаёт необходимые предпосылки для широкого развёртывания массового стр-ва. Количеств. возможности, к-рые она предоставляет, в А. социализма используются для создания условий качеств. преобразования быта я форм обществ. жизни, для обеспечения роста пром. произ-ва. Развёртывание массового стр-ва является частью создания и развития материально-технич. базы коммунизма. В соответствии с потребностями общества А. изменяет существующую среду, создавая новые объекты. Они становятся новым материальным явлением, входящим в жизнь, обогащающим её, и оказываются носителями архитектурно-художеств. образов, отражающих действительность. Принципы реалистич. иск-ва получают в А. особое выражение, вытекающее из её природы. В отличие от живописи или скульптуры, А. не изображает нечто, существующее вне её. Художеств. правда А. вытекает из полноты решения социальных задач и целесообразности применённых материальных средств. Оценка эстетич. качеств А. всегда включает в себя представление о функциональном использовании постройки, о её способности обслуживать те жизненные процессы, для к-рых она предназначена.

Осн. средства создания художеств. образа в А.- формирование пространства и архитектоника. При создании объёмно-пространств. композиции (в т. ч. и внутр. орг-ции сооружений) используются принципы симметрии или асимметрии, нюансы или контрасты при сопоставлении элементов, их различные ритмические соотношения и т. д. Особое значение в А. имеют соразмерность частей и целого друг другу (система пропорций) и соразмерность сооружения и его отд. форм человеку (масштабность). В число художеств. средств А. входят также фактура и цвет. разнообразие к-рых достигается различными приёмами обработки поверхности здания. А. может решать художеств. задачи совместно с др. видами иск-ва (живопись, скульптура, декоративно-прикладное иск-во, художеств. конструирование), создавая вместе с ними единый художеств. образ (см. Синтез искусств). Целостная художественно-выразит. система форм произв. А., отвечающая функциональным и конструктивным требованиям, называется архит. композицией. Иногда она охватывает группу зданий и образуемое ими пространство (см. Ансамбль).

Представление о пространств. формах произв. А. складывается в сопоставлении зрит. впечатлений, получаемых с различных точек снаружи и изнутри постройки. Необходимость постепенного осмотра, развёртывающегося во времени, свидетельствует о родственности А., к-рая является пространств. иск-вом, и временных иск-в (напр., музыки).

А. разных стран и народов, отмеченная нац. и локальными особенностями, развиваяется подчас во взаимном влиянии, ведущем к выработке приёмов и форм, общих для группы народов (обзор развития отдельных нац. школ А. см. в соответствующих разделах статей, посвящённых roc-вам, а также союзным республикам, авт. республикам и авт. областям СССР).

Устойчивая общность характерных особенностей художеств. формы А. и её идейно-содержат. программы образует её стиль. Важнейшие черты стиля проявляются в системе функциональной и пространств. орг-ции сооружений, в их архитектонике, пропорциях, пластике, декоре. Для совр. А. большую роль играет обмен технич. достижениями. Гл. различия в направленности совр. А. определяются существованием двух обществ. систем - капитализма и социализма. Тождественность социальных задач и материально-технич. средств, единство общих идейно-художеств. принципов А. социалистич. стран способствовали возникновению её интернациональных основ, включающих в себя наиболее прогрессивные нац. особенности. А. социализма в целом обогащается своеобразием вклада каждой нации, обусловленным спецификой национальных архит. традиций, природно-климатич. условий и рядом др. факторов.

История развития архитектуры. Зарождение А. относится ко времени первобытнообщинного строя, когда возникли первые искусственно сооружаемые жилища и поселения. Были освоены простейшие приёмы организации пространства на основе прямоугольника и круга, началось развитие конструктивных систем с опорами-стенами или стойками, коническим, двускатным или плоским балочным покрытием. Применялись природные материалы (дерево, камень), изготовлялся кирпич-сырец. Конец существования первобытного общества отмечен стр-вом крепостей со стенами или земляными валами и рвами. В металитич. сооружениях (менгиры, дольмены, кромлехи) сочетание вертик. и горизонт. блоков камня свидетельствует о дальнейшем освоении закономерностей архитектоники (кромлех в Стонхендже, Великобритания).

С возникновением гос-в сложилась и новая форма поселения - город как центр управления, ремесл. произ-ва и торговли. Увеличивалось количество типов построек, различие между к-рыми стало определяться не только их функцией, но и предназначенностью для господствующего класса или эксплуатируемых масс. В классовом обществе определяющими для А. стали обществ. взаимоотношения, а не взаимоотношения человека и природы. В крупных рабовладельч. деспотиях средоточие власти и материальных ресурсов в руках немногочисл. верхушки, эксплуатация огромного количества рабов, успехи в области науки и техники стали основой стр-ва крупных ирригац. сооружений, монументальных дворцов и храмов, призванных утверждать незыблемость и могущество власти божества и обожествлённых правителей (пирамиды в Гизе и храмы в Карнаке и Луксоре - все в Египте; зиккураты Ассирии и Вавилонии,дворцы древнего Ирана, ступы Индии, храмы и дворцы Центр. и Юж. Америки). В эпоху рабовладения началось стр-во и крупнейшего в мире фортификац. сооружения - Вел. кит. стены. Стр-во грандиозных построек, подавляющих массивностью конструкций, основывалось на громадных затратах примитивного физич. труда. Создание таких сооружений свидетельствует о накоплении строит. опыта, о сложившихся принципах композиции здания и ансамбля.

В условиях рабовладельч. демократии Др. Греции создаётся целостная среда городов-государств (полисов). Развивается система регулярной планировки города, с прямоугольной сеткой улиц и площадью - центром торговой и обществ. жизни. Был разработан тип жилого дома с помещениями, обращёнными к внутр. пространственному ядру - дворику. Культовым и архитектурно-композиц. центром города был храм, к-рый воздвигался на вершине акрополя. Классически завершенным типом храма стал периптер (напр., Парфенон в Афинах). Развитая обществ. жизнь полиса породила такие типы сооружений, как театр, стадион и др. Сложилась система классич. ордеров.

Периптер - тип древнегреческого храма.

(Парфенон в Афинах. 447 - 438 до н. э. Архитекторы Иктин и Калликрат. План.)
В Др. Риме, огромной средиземноморской державе, унаследовавшей традиции греч. А., ведущее значение приобрели сооружения, выражавшие могущество республики (позже империи) и удовлетворявшие потребностям рабовладельч. гос-ва. Расширился круг инженерных сооружений, достигло большого совершенства стр-во мостов и акведуков. Для возведения крупных построек большую роль сыграло внедрение новых строительных материалов (бетон). Были разработаны рациональные методы стр-ва, получившего гигантский размах. Создавались крупные ансамбли (обществ. центры - форумы) и обществ. сооружения, рассчитанные на огромные массы народа: амфитеатры (Колизей в Риме), театры., термы, крытые рынки, базилики. Тип жилого дома с помещениями, обращёнными к внутр. замкнутому пространству (атрию, перистилю), был развит и усовершенствован; в перенаселённых городах возникли 5-6-этажные жилые дома для малоимущих - инсулы. Получили широкое применение арочные и сводчатые конструкции (храм Пантеон в Риме, перекрытый огромным куполом), развившиеся также в А. эллипистич. Парфии. А. Рим. империи от строгих и целесообразных переходит к тяжеловесным, пышным, иногда преувеличенным формам, усложнённым планам; усиливаются элементы декоративности. Ордер, ставший неотделимым от представления о прекрасном в А., часто накладывается на стеновую или арочную конструкцию из бетона как часть её облицовки.

В феод. эпоху А. развивается на основе более дифференцированного разделения труда. Труд рабов сменяется деятельностью ремесленников-профессионалов. При феодализме область распространения монументальной А. значительно расширяется, охватывая Европу, Азию, большую часть Африки, часть Америки. Однако неравномерность развития, влияние местных условий и традиций оказывают на А. эпохи феодализма более значит. влияние, чем на А. рабовладельч. цивилизаций. Феод. войны вынуждали к широкому развитию фортификац. сооружений, защищавших города и резиденции феодалов (замки и дворцы Франции, Германии, Испании и др. европ. стран, Ср. Азии и Закавказья; рус. кремли и монастыри-крепости). Идеологич. господство религии дало толчок широкому стр-ву культовых зданий. Новой задачей.. решавшейся в А. Византии, было формирование внутр. пространств христ. храмов, способных вместить тысячные толпы, и создание в них особой среды., отвлечённой от мира. Наряду с унаследованными от Рима типами базилики и цент-рич. купольного здания формировались купольные базилики и крестово-купольные храмы. Сферич. купола сочетались с прямоугольной в плане системой опор (храм Софии в Константинополе). Конструкция получала ясное выражение в. архит. форме крестово-купольных храмов. А. Византии оказала широкое влияние на зодчество славянских гос-в на Балканах (Болгарии, Сербии), Закавказья (Армении, Грузии) и Др. Руси.
Специфич. характер А. региональных др.-рус. школ, развившихся после распада киевской державы, определялся местными социальными особенностями, строит. традициями и применявшимися материалами. А. Владимиро-Суздальского княжества характеризует богатая пластика белокаменных сооружений (дворцовый ансамбль в Боголюбове, Успенский и Димитриевский соборы во Владимире), постройкам Новгорода присущ суровый лаконизм величеств. форм (Георгиевский собор Юрьева монастыря), непринуждённо живописны асимметричные выложенные из плитняка постройки Пскова. А. Древней Руси замечательна своей правдивостью, ясным выявлением конструкции и пространств. организации здания в его облике. После полувекового перерыва в архит. развитии (1240-90-е гг.), вызванного монголо-тат. нашествием, гл. архит. центрами становятся Новгород, Псков, Москва, своеобразно развивающие древнерус. традиции. С объединением рус. земель под властью Москвы складывается единая рус. архит. школа. Ансамбль Моск. Кремля явился прообразом для кремлей др. городов и послужил ядром радиально-кольцевой структуры растущей Москвы. Ярко своеобразен тип шатровых храмов-башен, сложившийся
в 16 в. (церковь Вознесения в с. Коломенском, ныне в черте Москвы). Для рус. А. 17 в. характерны многообразие форм, праздничная живописность. Наряду с кам. А. большое место занимало дерев. зодчество, достигшее в 17-18 вв. высокого совершенства (церкви: Преображенская в Кижском погосте, Успенская в с. Кондопога и др.).

В странах Зап. и Центр. Европы с возрождением городов в кон. 10 в. начинает развиваться тип кам. жилого дома в 2-3 этажа с мастерскими и лавками внизу. Складывается А. романского стиля. В культовой А. появляются монастырские комплексы с замкнутыми двориками, окружёнными аркадами ("клуатры"), и с массивными тяжёлыми храмами базиликального типа. Во 2-й пол. 12 в. во Франции зародилась А. готики, отразившая наиболее высокий этап развития производит. сил феод. общества и усиление городов, с к-рым связано возникновение новых типов обществ. зданий (ратуши, дома ремесл. цехов и гильдий). Массивные конструкции заменила каркасная система, в к-рой с предельной рациональностью используется материал; освобождается пространство интерьера, получающее активное развитие по вертикали (соборы: в Париже, Реймсе и Амьене - во Франции; во Фрейбурге и Кёльне - в Германии: в Кентербери - в Великобритании; в

Бургосе - в Испании; в Праге, Кракове). В жилищном стр-ве наряду с кам. конструкциями применяется фахверк - деревянный каркас, заполненный кирпичом или камнем.

В развитие А. эпохи феодализма большой вклад внесли народы араб. Востока (см. Арабская культура). Крупными центрами феод. культуры были города Ср. Азии - Бухара, Мерв, Термез, Хива, Самарканд. Их монументальные здания - крытые рынки, караван-сараи, медресе, купольные мечети и мавзолеи - возводились из обожжённого кирпича с широким использованием в облицовке т. н. керамич. резной мозаики (ансамбли Шахи-Зинда и площади Регистан, мавзолей Гур-Эмир - в Самарканде). Строгая симметрия композиции выделяла крупные торговые и культовые сооружения среди живописных кварталов низких глинобитных или сырцовых жилых построек.

Многообразие архит. типов отличает зодчество феод. Индии. Стремление к конкретности художеств. образов, преклонение перед буйной тропич. природой породили исключит. пластичность монументальных сооружений, её сближение со скульптурной пластикой. Под влиянием индийской А. формировалась А. Юго-Вост. Азии (Индонезии, Цейлона, стран Индокитайского п-ова). В А. Китая регулярность планировки городов дополнялась строгой симмет-

рией организации пространства зданий, оси к-рых получали ориентировку по странам света. Геом. правильность тонко сочеталась с использованием природных особенностей места. Стоечно-балочные деревянные каркасы были конструктивной основой жилых зданий. Каркас заполнялся кирпичом или лёгкими деревянными ограждениями с решётками, заменявшими окна. Лёгкость жилищ контрастировала с монументальностью дворцовых, культовых и фортификац. сооружений ("Запретный город" и "Храм неба" в Пекине). Под влиянием А. Китая долгое время находилась япон. А., где деревянные каркасные конструкции были доведены до высокого художеств. совершенства. Для А. Китая и Японии характерно умелое использование естеств. и формирование искусств. ландшафта.

Важный этап развития А. связан с культурой Возрождения, возникшей в нач. 15 в. в городах Тосканы (Италия) и развивавшейся в 15-16 вв. во мн. странах Зап. и Центр. Европы.

Социально-экономич. процесс разложения феодальных и становления бурж. отношений породил мощное культурное движение. Ср.-век. религиозной идеологии был противопоставлен гуманизм, к-рый искал опору в антич. наследии, что ярко отразилось в А. обществ. зданий, дворцов,

Ф. Брунеллески. Капелла

Пацци при церкви Санта-Кроче во Флоренции. Начата в 1429. Вверху - разрез, внизу - план.
загородных поместий. Строителя-ремесленника сменяет широко образованный специалист-архитектор, опирающийся на все достижения совр. ему культуры. Непроизвольно возникавшей асимметрии постепенно развивавшихся ансамблей были противопоставлены ясные, завершённые геом. системы как выражение волевого, организующего начала (новый подход к А. выражен в палаццо - типе дома-дворца, в к-ром каждому элементу присуща выраженная законченность, проявляющаяся и в сосредоточенности здания вокруг замкнутого симметричного двора, и в строгой симметрии фасада). Итал. архитекторы обращаются к ясной системе ордеров Др. Рима (творчество Ф. Брунеллески, Л. Б. Альберти, Микелоццо, Лучано Лаураны, Браманте, Микеланджело). В эпоху Возрождения развилась теория А. (трактаты Л. Б. Альберти, Виньолы, Палладио). А. Возрождения за пределами Италии была менее последовательна в преодолении ср.-век. традиции и проходила сложную длит. эволюцию.

Процесс рефеодализации и контрреформации, пережитый Италией во 2-4-й четв. 16 в., резко изменил характер её архит. развития. В кон. 16-18 вв. осн. заказчиками А. становятся церковь и дворянство, требовавшие ярко эмоционального обрамления пышных, театрализов. церемоний - культовых и светских. Логичность композиций А. Возрождения, присущую им законченность частей сменяют характерные для А. барокко сложные системы сливающихся пространств, развитая пластичность объёмов, обильное применение декоративной скульптуры и иллюзионистич. эффектов живописи, зрительно разрушающих материальность стен и потолков. В А. барокко здание тесно взаимосвязано с окружающим пространством (собор и охваченная колоннадой пл. Св. Петра в Риме). Наряду с Италией (творчество Л. Бернини, Ф. Борромини, Г. Гварини) А. барокко широко распространилась в Германии, Австрии, Чехословакии. Влияние барокко Испании и Португалии в сочетании с традициями доколониального периода породило барочную А. стран Лат. Америки, отмеченную крайней декоративной насыщенностью.

Во Франции 17 в. торжество абсолютизма, развитие пром-сти и торговли, рост городов создали предпосылки для возникновения А. классицизма. Лежащее в его основе рационалистич. мировоззрение выразилось в строгости геом. композиций; система архит. ордеров широко использовалась как декоративный мотив. Принцип регулярности композиции распространялся на организацию садов, парков и гор. площадей (творчество Л. Лево, Ж. Ардуэн-Мансара, А. Ленотра). Сквозные перспективы пронизывали анфилады помещений, гор. массивы, парки загородных резиденций (Во-ле-Виконт, Версаль и др.- во Франции). Развитие А. классицизма продолжается во Франции (арх. Ж. А. Габриель, К. Н. Леду) и др. европ. странах во 2-й пол. 18 - нач. 19 вв. после кратковременной вспышки декоративного и вычурного стиля рококо. Классицизм поддерживала укреплявшаяся буржуазия. В период наполеоновской империи классицизм пришёл к холодной парадности ампира. В Англии живописная среда парков, имитировавших естеств. природу, создавалась в контрасте с классицистич. А. зданий.

Для истории рус. А. переломным был рубеж 17 и 18 вв. Преобразования Петра I
послужили толчком к усилению светского начала, расширению гражд. стр-ва. Возникли новые типы обществ. и адм. зданий,