загляните на купон-скидку или справочники: окна kbe, окна veka, окна rehau, остекление балкона, остекление лоджии, изготовление окон, монтаж окон, остекление, производство окон, металлопластиковые окна, окна пвх, пластиковые окна, установка окон, стеклопакеты и евроокна.



ВСЁ О СТРОИТЕЛЬСТВЕ, ЖЕЛЕЗОБЕТОНЕ, БЕТОНЕ, АРХИТЕКТУРЕ И НЕ ТОЛЬКО...:
ОПРЕДЕЛЕНИЯ:

АСФАЛЬТИРОВАНИЕ, устройство асфальтобетонных покрытий на автомобильных дорогах, улицах, аэродромах и т. п. путём укладки и уплотнения асфальтобетонной смеси по предварительно подготовленному основанию. В зависимости от назначения покрытия асфальтобетонную смесь (асфальтобетон) укладывают в один или два слоя на основание из щебня, гравия (нежёсткое основание) или бетона (жёсткое основание). Нижний слой толщиной 4-5 см устраивают из крупно- или среднезерни-стой смеси с остаточной пористостью 5-10% ; верхний слой толщиной 3-4 см-из средне- или мелкозернистой смеси (остаточная пористость 3-5%). При тяжёлых нагрузках и интенсивном движении транспорта покрытия устраивают 3-4-слойными общей толщиной 12-15 см. АСФАЛЬТИРОВАНИЕ начинается с очистки основания от пыли и грязи механич. дорожными щётками и поливомоечными машинами, исправления неровностей основания, обработки его поверхности жидким битумом или битумной эмульсией. Асфальтобетонная смесь приготовляется в асфальтобетоно-смесителях на стационарных или полустационарных заводах (установках), доставляется на место автомобилями-самосвалами и загружается в приёмный бункер асфалътобетоноукладчика, к-рый укладывает, разравнивает и предварительно уплотняет смесь. Окончат. уплотнение осуществляется катками дорожными. .


КОММУНАЛЬНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО, отрасль строительства, занятая сооружением объектов, связанных с обслуживанием жителей городов, посёлков городского типа, районных сельских центров и населённых пунктов сельской местности. В числе этих объектов: системы водоснабжения и канализации с очистными сооружениями и сетями; сооружения городского электрического транспорта с путевым, энергетическим хозяйством, депо и ремонтными предприятиями; сети газоснабжения и теплоснабжения с распределительными пунктами, районными и квартальными котельными; электрические сети и устройства напряжением ниже 35 кв; гостиницы; городские гидротехнические сооружения; объекты внешнего благоустройства населённых мест, озеленения, дороги, мосты, путепроводы, ливнестоки; предприятия санитарной очистки, мусороперерабатывающие и др. Планомерное развитие КОММУНАЛЬНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА в СССР началось ещё в 1-й пятилетке и осуществлялось нарастающими темпами до начала Великой Отечеств, войны 1941-45. В годы 4-й пятилетки (1946-50) проводились работы по восстановлению объектов коммунального назначения, разрушенных во время нем.-фаш. оккупации. В последующие годы КОММУНАЛЬНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО велось высокими темпами в связи с бурным развитием промышленности, культуры, увеличением численности городов и посёлков городского типа .
ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО, теория и практика планировки и застройки городов (см. Город). ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО определяют социальный строй, уровень развития производственных сил, науки и культуры, природно-климатичие условия и национальные особенности страны. ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО охватывает сложный комплекс социально-экономических, строительно-технических, архитектурно-художественных, а также санитарно-гигиенических проблем. Общим для ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО досоциалистических формаций является большее или меньшее влияние на него частной собственности на землю и недвижимое имущество..
ЗЕЛЁНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО, составная часть современного градостроительства. Городские парки, сады, скверы, бульвары, загородные парки (лесопарки, лугопарки, гидропарки, исторические, этнографические, мемориальные), национальные парки, народные парки, тесно связанные с планировочной структурой города, являются необходимым элементом общегородского ландшафта. Они способствуют образованию благоприятной в санитарно-гигиеническом отношении среды, частично определяют функциональную организацию городских территорий, служат местами массового отдыха трудящихся и содействуют художественной выразительности архитектурых ансамблей. При разработке проектов садов и парков учитывают динамику роста деревьев, состояние и расцветку их крон в зависимости от времени года.

Главная страница
Поиск по сайту
Оглавление страниц

Объяснение слов: словарь, справочник, информация. Строительство, экономика, промышленность - все сферы жизни: от А до Г, от Г до П и от П до Я

господства эксплуататорских классов, привития массам духа национализма. Это направление известно в историографии как школа историч. ревизионизма. В наиболее искажённом свете эта школа стремится представить историю рабочего движения.

С 40-х гг. 20 в. всё большее значение в историографии А. приобретает марксистское направление (Б. Марианетти, Л. Па-со, Р. Искаро, А. Феррари, Ф. Над-ра). В работах прогрессивных аргент. историков вопросы истории А. изучаются на основе анализа социально-экономич. развития страны и классовой борьбы. Важными центрами исследований по истории и сосредоточения историч. документов являются Нац. б-ка (осн. в 1810), Нац. архив (осн. в 1821), Нац. музей истории (осн. в 1889) и в особенности Нац. академия истории (1893). Полезные изыскания ведутся историками и социологами либерально-демократич. направления в Ин-те им. Сармьенто (осн. в 1911) и Ин-те социологии (осн. в 1942).

Материалы по истории публикуются в журн.: "Boletin de la Academia Nacional de la historia" (c 1924), "Revista del Museo Mitre" (c 1948), а также в ежемесячном обществ.-политич. и теоретич. журнале КПА "Nueva Era" (c 1949).

В. И. Ермолаев.

Экономическая наука. Формирование экономич. мысли А. относится к 1-й четв. 19 в., когда была завоёвана независимость страны. Однако позднее в связи с ростом в А. влияния иностр. монополий экономич. наука не получила достаточного развития. Усилившееся движение против засилья иностр. капитала в нач. 20 в. способствовало интенсивному росту экономич. науки. Осн. внимание аргент. экономистов направлено на решение проблем экономич. независимости страны, усиление темпов экономич. развития. Наибольшим влиянием пользуется анти-империалистич. направление (Р. Пребиш, Р. Фрихерио и др.), поддерживающее "теорию экономического роста". Осн. её положения: проведение индустриализации, усиление гос. вмешательства в экономику, ограничение привлечения иностр. капитала, стимулирование нац. капитала и т. д. При этом социальные реформы предполагается проводить при сохранении основ частной собственности.

Большое место в экономич. исследованиях занимают агр. проблемы, решение к-рых часть экономистов (В. Пеллегрини, А. Фрондиси и др.) видит в оснащении с.-х. произ-ва техникой при сохранении помещичьего замлепользования, допуская лишь частичный выкуп земли у помещиков. Прогрессивные экономисты (П. Альберди, X. Фучс и др.) считают, что решение проблемы состоит в устранении помещичьих латифундий. Попытки выработать наиболее эффективный путь развития экономики страны привели к детальному изучению её экономич. истории (А. Бунхе, Р. Ортис, А. Феррари и др.). В связи с тем, что большую роль в экономике страны играет иностр. капитал, много внимания уделяется исследованиям проблем внеш. торговли, финансов, кредита и т. д.

На развитие экономич. науки А. огромное влияние оказали марксистские идеи, публикации произведений В. И. Ленина в 1-й пол. 20 в. Аргент. экономисты-марксисты (в частности, П. Альберди, X. Фучс, М. Исакович, Р. Оливари, Б. Марианетти, М. Лебединский,Э. Агости) в своих произведениях вскрывают причины экономич. отсталости А. и намечают пути её преодоления.

В 1914 в А. была образована Академия экономич. наук, к-рая издаёт науч. журн. "Anales" (с 1916) и др. В 1960 был создан Центр экономич. исследований при ин-те Торкуато ди Телья, объединяющий видных аргент. экономистов, сочетающий н.-и. работу с преподавательской и пропагандистской деятельностью. В связи с усилившимися в Лат. Америке интеграционными тенденциями (образованием новых типов капиталистич. межгос. объединений) в А. в 1965 был создан Ин-т по проблемам интеграции Лат. Америки. Имеются также Ин-т экономич. и социальных исследований им. А. Бунхе, Амер. ин-т экономич., юридич. и социальных исследований, Ин-т экономич. и социального развития. При крупных частных компаниях существуют экономич. центры для изучения конъюнктуры рынка, динамики спроса и предложения и др. проблем.

Наиболее крупные экономич. журналы: "Problemas de economia" (с 1962), "Revista de Ciencias Economicas" (c 1948), "Revista de economia argentina" (c 1918). По объёму публикуемой экономич. лит-ры А. занимает ведущее место среди лат.-амер. стран. И. Е. Питовранова.

3. НАУЧНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ

Первые науч. учреждения возникли в А. в 19 в., когда был создан ряд академий, объединявших небольшие Труппы учёных (обычно 20-30 чел.), работавших в отд. отраслях науки. В 1968 в А. имелось 13 таких академий, в т. ч. 11 в Буэнос-Айресе - Нац. академия точных, физич. и естественных наук (осн. в 1874), Нац. академия права и социальных наук (осн. в 1874), Аргент. академия лит-ры (осн. в 1931), Академия изящных иск-в (осн. в 1936), Нац. академия наук Буэнос-Айреса (осн. в 1937), Нац. академия географич. наук (осн. в 1956), Академия агрономии и ветеринарии и др. и 2 в Кордове - Нац. академия наук (осн. в 1868) и Нац. академия права и социальных наук (осн. в 1941). Кроме академий, в крупнейших городах страны имеется 30 н.-и. ин-тов и св. 130 науч. об-в.

В. 3. Клепиков.

Лит.:Ваbini J., La ciencia en la Argentina, В. Aires, [1963]; его же, Historia de la ciencia argentina, Мех.- В. Aires, 1949; World directory of national science policy-making bodies, v. 3, Latin American, [P., 1963]; Ibanez J. C., Historia de la cultura argentina, 2 ed., B. Aires, [1964]; История философии, т. 4, M., 1959, гл. 6, § 3; т. 5, М., 1961, гл. 20, § 5; Современная философия и социология в странах Западной Европы и Америки, М., 1964; Perelstein В., Роsitivismo у antipositivismo en la Argentina, В. Aires, 1952; Orgaz Raul A., Obras completas, t. 2 - Sociologia argentina, Cordova, 1950; Ingenieros J., La evolucion de las ideas argentinas, v. 1-2, B. Aires, 1951; Историография нового времени стран Европы и Америки. М., 1967, гл. 16; Альберди П. Г., Кризис экономики Аргентины, пер. с исп., М., 1950; Gordon Wendell С., The political economy of Latin America, N. Y. - L., 1965; Prebisch R., The economic development of Latin America and its principal problems, N. Y., 1950.

XII. Печать, радиовещание, телевидение

В 1969 в А. издавалось более 300 ежедневных газет общим тиражом ок. 4 млн. экз. В Буэнос-Айресе выходило св. 20 газет общим тиражом 2,2 млн. экз. Крупнейшие газеты и журналы: "Расон" ("La Razon"), c 1905, тираж 550 тыс. экз.; "Кларин" ("Clarin"), с 1945, тираж 400 тыс. экз.; "Пренса" ("La Prensa"), c 1869, тираж 250-300 тыс. экз., выражает интересы крупной буржуазии и помещиков-латифундистов, связанных с амер. капиталом; "Насьон" ("La Nacion"), с 1870, тираж 250 тыс. экз., выражает интересы зем. олигархии и крупной тор-гово-пром. буржуазии; "Нуэстра палабра" ("Nuestra Palabra"), c 1950, орган

КПА; журн. "Нуэва эра" ("Nueva era"), с 1949, ежемесячный, орган КПА; прогрессивные журналы: "Куадернос де культура" ("Cuadernos de cultura"), c 1950, выходит один раз в два месяца, и "Проблемас де экономиа" ("Problemas de economia"), c 1962, ежеквартальный. В А. насчитывается более 70 гос. и частных радиостанций. Крупнейшие радиостанции в Буэнос-Айресе: "Радио насьональ", "Радио Бельграно", "Радио эль мундо". В нач. 50-х гг. в стране начала развиваться телевизионная сеть. В 1969 в А. было 10 телевизионных центров.

XIII. Литература

Фольклор индейских племён, населявших А., до нашего времени не дошёл. В колон. период (нач. 16 - нач. 19 вв.) лит-pa А. развивалась под воздействием лит-ры метрополии - Испании; однако нар. поэзия сохраняла своё своеобразие. В кон. 18 - нач. 19 вв. в произв. М. де Лавардена, Д. де Аскуэнаги и др. под влиянием революц. идей Европы и Сев. Америки проявлялись просветит. тенденции. В годы антиисп. войны 1810-26 и нац.-освободит. движения господствовал революц.-патриотич. классицизм: публицистика Б. де Монтеагудо, стихи В. Лопеса-и-Планеса, Э. де Луки, X. Круса Варелы.

Первым художеств. течением в лит-ре А. после провозглашения её независимости (1816) стал романтизм, выдвинувший лозунг нац. самоутверждения. Это течение развивалось в период помещичье-клерикальной диктатуры Росаса (1829-52) и было представлено творчеством его противников, создавших в 1838 тайную революц. организацию "Майская ассоциация". Идеологом романтич. направления стал поэт и философ Э. Эчеверриа. X. М. Гутьеррёс был не только поэтом, но и прозаиком, автором новелл "Человек-муравей" и "Капитан патрициев" (обе 1838), первых образцов аргент. романтич. прозы. К "Майской ассоциации" принадлежали также писатель и публицист X. Б. Альберди, прозаик В. Ф. Лопес. С ассоциацией связано творчество Д. Ф. Сармьенто и X. Мармоля - автора первого нац. романа "Амалия" (1855). Собственно аргент. лит. явлением стала "лит-pa и поэзия гаучо", в основе к-рой - фольклор жителей пампы. Её создатели- Б. Идальго, а также И. Аскасуби, Э. дель Кампо, X. Эрнандес, чья поэма "Мартин Фьерро" (ч. 1-2, 1872-79) стала нац. эпопеей А. Во 2-й пол. 19 в. получила развитие "костумбристская" (нравоописательная, бытоописательная ) лит-pa, знаменовавшая начало перехода к реализму; известные "костумбристы" - Л. В. Лопес, Э. Вильде, М. Кане, поэт К. Гидо-и-Спано и др. Одно из первых произв. критич. реализма в лит-ре А.- роман "Биржа" (1890) X. Мартеля, резко обличавший капиталистич. порядки. В том же русле писали сатирик X. С. Альварес (псевд.- Фрай Мочо), романист и драматург Р. Пайро, драматург Ф. Санчес и др. С кон. 19 в. в прозе аргент. лит-ры стали распространяться натуралистич. и декадентские тенденции, своеобразно сочетаясь с поисками нац. духовной самобытности. Пример тому - поэзия Л. Лугонеса.

Новый этап в лит-ре А. наступил после 1-й мировой войны 1914-18 и Окт. революции в России. В 20-х гг. существовали два крупных объединения писателей- "группа Флориды" (Лугонес, поэт X. Л. Борхес, прозаик У. Васт), отстаивавшая лозунг "искусство для искусства",и "группа Боэдо", провозгласившая лозунг "искусство для жизни" (Р. Арльт, А. Юнке и др.). Специфика нац. жизни нашла воплощение в социальных романах Б. Линча ("Стервятники Флориды", 1916, и др.), Р. Гуиральдеса ("Дон Сегундо Сомбра", 1926). В поэзии 20-х гг. господствовали различные течения авангардизма, выражавшего анархич. протест против мещанской обыденности. Позднее некоторые авангардисты - Р. Гонсалес Туньон, К. К. Итурбуру идр.- обращаются к социальной поэзии.

К сер. 20 в. борьба между прогрессивным, реалистич. иск-вом и различными направлениями декадентской лит-ры резко обострилась. С концепциями совр. модернистского иск-ва связаны романы Э. Сабато ("Туннель", 1948, и "О героях и могилах", 1965), Э. Мухики Лайнеса ("Бомарсо", 1965), X. Бьянко ("Крысы", 1943); в них господствуют пессимизм, разочарование в силах разума. Эти же черты присущи ипоследним романам Э. Мальеа ("Обладание", 1958, "Ледовый корабль", 1969), начавшего с социальных романов ("История одной страсти", 1937) и рассказов. Реалистич. прогрессивное крыло лит-ры А. представляют романисты Э. Л. Кастро ("Островитяне", 1944, "Вспаханное поле", 1953), Б. Вербицкий ("Вилья-Мисерия тоже Америка", 1957), Л. Гудиньо Крамер ("Чтобы лучше тебя пожрать", 1968), К. Руис Доде ("Сандовали", 1965), А. Варела ("Темная река", 1943, "Куба революционная", 1960), X. Кортасар ("Игра в классы"), поэты Л. Герреро (сб. "Мои пристрастия", 1965), X. Педрони (сб. "Песнь Кубе", 1960), драматурги О. Драгун и А. Кусани, критик-марксист Э. Агости (кн. "Нация и культура", 1959) и др.

Изд. в рус. пер.: Аргентинские рассказы, М., 1962; Поэзия гаучо, М., 1964.

Лит.: Художественная литература Латинской Америки в русской печати. 1765-1959, [сост. Л. А. Шур], М., 1960; Шур Л. А., Художественная литература Латинской Америки в русской печати, 1960-1964. М., 1966; Rоjas R., Historia de la literatura argentina. v. 1-8, В. Aires, [1948-49]; Historia de la literatura argentina, dir. por R. A. Arrieta. v. 1-5, B. Aires, 1958-59; "Estafeta literaria", 1967, № 379-380 (специальный номер, посвящённый аргентинской литературе); Castagnino R. H., Literatura dramatica argentina, 1717 - 1967, B. Aires, [1968]. 3. И. Плавскин.

XIV. Архитектура и изобразительное искусство

Искусство коренного индейского населения А. до её колонизации (16 в.) представлено тканями с геометрич. узором, украшениями из перьев, расписной и фигурной керамикой, культовой скульптурой из камня, дерева и глины. В колон. период строились города (Буэнос-Айрес, Кордова, Санта-Фе) с прямоугольной сеткой улиц и площадью (с собором, ратушей и дворцами) в центре или на берегу океана. Одноэтажные дома (из адобы или глинобитные) имели дворик-патио, портал с фронтоном и окна с решётками, а строгие по формам базиликальные церкви - деревянные наборные потолки, купол над средокрестием и портик, арку или навес на зап. фасаде. Крупные церкви в стиле барокко (а во 2-й пол. 18 в. - в стиле классицизма) построены приезжавшими из Европы архитекторами Ф. Лемером, X. Краусом, А. Бланки, X. Б. Примоли. Классицизм и традиции колон. времени удерживались в архитектуре А. до 70-х гг. 19 в. Резьба на деревян. ретабло, кафедрах, дверях часто выполнялась индейцами гуарани. После провозглашения независимости (1816) развивается изобразит. иск-во: романтич. жанровые картины Р. Монвуа-зена, панорамные пейзажи П. Пуэйре-дона с бытовыми сценами, скульптура Л. Корреа Моралеса на нац. темы, реа-листич. живопись Э. Сивори. С кон. 19 в. в Буэнос-Айресе строятся пром. и портовые сооружения, многоэтажные дома с мансардами, особняки в стиле "модерн". С кон. 1920-х гг. в А. развивается совр. архитектура: воздвигаются железобетонные общественные, пром. и жилые здания (арх. А. Вирасоро, А. Вильяме, X. Дельпини), многоквартирные дома с солнцезащитными устройствами, ведётся частичная перепланировка городов; среди крупных архит. работ - ул. Авенида 9 июля с подземным гаражом, Муниципальный театр, банк в Буэнос-Айресе, гор. центр в Санта-Фе, отели в Мардель-Плата. Но гл. проблемы градостроительства и жилищного стр-ва остаются неразрешёнными. Стихийно выросшие трущобные р-ны с лачугами и бараками ("конвентильо") занимают до половины гор. территорий.

В нач. 20 в. искусство А. испытывает сильное воздействие импрессионизма (пейзажист Ф. Фадер, скульптор Р.Ируртия). В 1920-30-х гг. появляются модернистич. течения (примитивизм - Р. Сольди, кубизм - Э. Петторути, сюрреализм - Р. Форнер); возникает и нац. школа "нового реализма", к-рая обращается к острым социальным проблемам, к нар. жизни (тяготеющая к крупным обобщённым формам монументальная и станковая живопись X. К. Кастаньино, Л. Э. Спилимберго, А. Берни, Б. Кин-куэлы Мартина; экспрессивная, ярко эмоциональная графика А. Р. Виго, А. Гидо, А. Бриес). Для реалистич. скульптуры А. (А. Бигатти, X. Фиораванти, Э. Сото Авенданьо) характерно стремление к монументальным нац. образам. В 1960-х гг. в А. получили развитие новейшие авангардистские течения - "поп-арт", абстрактные формы "кинетич. иск-ва" и др. (X. Ле Парк, А. Берни). Лит.: Выставка современной графики Аргентины. Каталог, Л., 1958; Полевой В. М., Искусство стран Латинской Америки, М., 1967 (библ.); Рaganо J. Lеоn, Historia del arte argentine, В. Aires, 1944; Kronfuss J., Arquitectura colonial en la Argentina, Cordoba, [s. a.]; Schiaffino E., La pintura у escultura en la Argentina, B. Aires, 1933; La pintura у la escultura argentinas de este siglo, B. Aires, 1953; San Martin M. L., Pintura argentina contem-poranea, B. Aires, 1961; Вu11riсh F., Arquitectura argentina contemporanea, B. Aires, [1963]. Илл. см. на вклейке, табл. XVI.

XV. Музыка

Музыка занимала большое место в жизни и быту индейских племён, населявших территорию совр. А. Особенно развитой и своеобразной муз. культурой обладали народы Анд-кечуа и др.; их лирич. песни яравй, танц. мелодии уайно, муз. инструменты (флейта кена, различные ударно-шумовые) сохранились до наших дней.

Нар. музыка А. восходит своими истоками к исп. народной и отчасти проф. музыке. В дальнейшем значительную роль в развитии креольской музыки А. сыграло искусство и других европ. стран (аргент. танцы сьелито и перикон ведут начало от англ. контрданса, танец куандо - от франц. менуэта, чамаме - от чеш. польки, ранчера - от польской мазурки и т. п.). Огромное значение имело проникновение в А. европ. муз. инструментов, в первую очередь 6-струнной гитары и её разновидностей, а также более древних - лауда и виуэлы, арфы и скрипки. Характерные стилистич. черты нар. музыки А. обнаруживают преемственную связь с исп. музыкой, но обладают нек-рыми специфич. местными особенностями, прежде всего в сфере ритмики и в ладовом строе.

Нац. муз. школа А. начала складываться с кон. 19 в. Одним из её основоположников был А. Вильяме - основатель консерватории в Буэнос-Айресе, композитор преим. европейской ориентации, автор оркестровых и камерных сочинений. Крупным аргент. композитором был А. Берутти, создавший оперу "Пампа" (пост. 1897) - произв., отразившее своеобразие аргентинской народной музыки. Были поставлены оперы Э. Пани-сы, К. Гайто, А. Рогатиса, Ф. Боэро, А. Счиумы, X. Хиларди, X. X. Кастро и др.

Представители креольского направления - композиторы Ф. Угарте, О. Сиккарди, Я. Фишер. К ним примыкают К. Гуаставино и Р. Арисага. Один из ведущих совр. композиторов А.- А. Хи-настера, автор балетов, опер, оркестровой и камерной музыки. В творчестве X. X. Кастро и X. К. Паса сильно влияние зап.-европ. модернизма. В области музыковедения и музыкальной фольклористики выдающееся место занимают фундаментальные исследования К. Веги.

В Буэнос-Айресе имеются оперный театр "Колон" (осн. в 1908), 2 консерватории, симфонический оркестр. Консерватории функционируют в Кордове и Ла-Плате.

Лит.: Vega С., La musica popular argentina, v. 1 - 2, В. Aires, 1941; его же, Danzas у canciones argentinas, В. Aires, 1936; Sсhiuma O., Musicos argentinos contemporaneos, B. Aires, 1948; Gesualdo V., Historia de la musica en la Argentina, t. 1 - 3, B. Aires, 1961.

XVI. Балет

Ритуальные обряды индейских племён были насыщены танцами. Дальнейшее развитие нар. танца в А. испытало влияние исп. танц. культуры. Мн. исп. танцы видоизменялись (напр., танго), одновременно возникали танцы гаучо (скотоводов) - эскондидо, перикон и др. В 18 и 19 вв. танцы использовались в драматич. и муз. театр. представлениях - сайнете, пантомимах, операх. В 1820 аргент. актёр X. Касакуоерта с танцовщиком А. Кампомаке создали балетную труппу, к-рая выступала с нац. танцами. Первое её представление - "Танец девушек" (1832). С 1920-х гг. в театре "Колон" (Буэнос-Айрес) ставились нац. балеты: "Цветок Ирупе" К. Гайто (1929), "Комета" Э. Ортиса (1932), "Набег индейцев" Х. Иглесиаса Виллоуда (1943),"Поместье" А. Хинастеры (1952) и другие. Постановщиками этих балетов были иностр. балетмейстеры - выходцы из России - Г. Кякшт, А. Больм, Б. Романов, М. Фокин и др. Среди др. постановок в театре "Колон": балеты "Жизель" А. Адана, "Лебединое озеро" и "Спящая красавица" Чайковского. По-прежнему ставят балеты иностр. балетм. Дж. Баланчин, Л. Мя-син, С. Лифарь, А. Миллош и др. Труппу возглавляет танцовщица М. Руанова. Балетные спектакли ставят также "Ассоциация друзей танца" (с 1962) и труппа театра "Сан-Мартин" (с 1968). В Буэнос-Айресе и др. городах периодически организуются балетные коллективы и группы, использующие "танец модерн".

В. Я. Суриц.

XVII. Драматический театр

Элементы театр. действия содержались в танцах и ритуальных обрядах индейских племён. В 17 в. иезуиты, распространяя католицизм, устраивали театрализованные религ. представления и шествия, в к-рых использовали элементы нар. иск-ва. Драматич. произведения в А. разыгрывались в 1-й пол. 18 в. на центр. площади в Буэнос-Айресе на крытых подмостках. В 1783 в Буэнос-Айресе был открыт постоянный театр "Дом Комедии", или "Ранчерия". В кон. 18 в. появились первые произведения нац. драматургии. В это время началось формирование нац. жанров муз. комедии - сайнете, тона-дильи. В 1804 в столице построен театр "Малый (Временный) Колисео", к-рый с 1838 называется "Архентино". В период борьбы аргент. народа против исп. господства театры ставили пьесы аргент. драматургов Л. А. Моранте, К. Энрикеса и др. Осн. тема этих пьес - борьба индейцев за свою независимость. Особенно популярна нац. драма "25 Мая". Среди известных актёров 1-й пол. 19 в.- В. Ортега, X. Касакуверта, Т. Гевара, Ф. Касерес. В период диктатуры Росаса (1829-52) становление нац. аргент. театра было прервано. Передовые драматурги X. Мармоль, П. Эчагуэ, находясь в изгнании, писали пьесы, отражавшие борьбу против Росаса, героич. прошлое народа. После падения Росаса нац.-освободит. тема возрождается в произведениях драматургов-романтиков X. Фернандеса Мадрида, X. Б. Альберди и др. В 80-е гг. 19 в. возник жанр романтич. мелодрамы, получивший назв. "театр гаучо", гл. герой к-рого крестьянин-скотовод - жертва социальной несправедливости. Во 2-й пол. 19 в. было открыто много театров, но в них выступали преим. европ. гастролёры. С нач. 20 в. важное значение для развития нац. драматургии и театра имело творчество драматурга Ф. Санчеса, автора пьес "Чужеземка", "Мой сын - доктор", реалистических по своему характеру.

В 20-е гг. 20 в. аргент. театр переживал кризис, большинство театров ставили развлекательные, низкие по художеств. уровню пьесы. В это время возникали коллективы, боровшиеся против коммерческого театра за обновление театр. иск-ва. Они положили начало т. н. независимым театрам, способствовавшим развитию нац. театрального иск-ва, деятели к-poгo (режиссёры и драматурги

Л. Барлетта, Р. Пасано и др.) боролись за воспитание нац. кадров актёров, режиссёров и драматургов, за изучение опыта европ. театра. Видные драматурги 20 в.: А. Кусани, К. Горостиса, А. Беррути, О. Драгун, А. Лисаррага и др.

Центр театр. жизни А.- Буэнос-Айрес, где работают "независимые театры"- "Эль Пуэбло", "Ла Маскара", "Фрай Мочо" и коммерческие театры - Нац. театр комедии, "Архентино", "Одеон" и др. В 1943 создан кукольный театр. Среди известных режиссёров и актёров А.: А. Боэро, П. Аскини, М. Села, О. Ферриньо, Б. Синхерман, Т. Ме-рельо, Л. Сандрини, Ф. Петроне.

В Буэнос-Айресе находится Нац. ин-т изучения театра. В ряде университетов работают курсы сценич. иск-ва.

Лит.: Есhaguё J. P., El teatro argentine, В. Aires, 1928; Morales E., Historia del teatro argentine, B. Aires, 1944; Оrdaz L., El teatro en el Rio de la Plata, B. Aires, 1946.

XVIII. Кино

Первые киносъёмки в А. начались в 1897. В 1908 итал. реж. М. Гальо поставил первый художеств. фильм "Расстрел Доррего" с участием театр. актёров. Фильм "Танго смерти" реж. X. А. Феррейры (1917) положил начало выпуску многочисл. кинокартин, сюжет к-рых связан с популярным в стране танцем танго. Ставились экранизации лит. произведений. С появлением звукового кино аргент. кинематография заняла ведущее место среди стран Лат. Америки. В 1930-х гг. видные аргецт. поэты и писатели стали работать в кино в качестве сценаристов. Отд. режиссёры ставили фильмы, сюжеты к-рых были связаны с жизнью А.,- "Северный ветер" (1937), "111-й километр" (1938), "Пленники земли" (1939), "После тишины" (1956) (реж. всех фильмов М. Соффичи); "Война гаучо" (1942), "Островитяне" (1951), "Сафра" (1959) (реж. Л. Демаре); "Текут мутные воды" (1952), "Белые земли" (1959) (реж. У. Дель Карриль); "Каменные горизонты" (1956, реж. Р. Виньоли Баррето). Известность получили актёры Э. Муиньо, Н. Маршалл, Ф. Петроне, Т. Мерельо, А. Бенсе, Л. Торрес и др.

К кон. 50 - нач. 60-х гг. в кинематографию А. пришло новое поколение режиссёров, для к-рых характерно стремление отразить совр. жизнь А. В фильмах "Молодые старики" (1961), "Птичка Гомес" (1965) (реж. Р. Кун), "Человек из розового угла" (1961, реж. Р. Мухика), "Отвечать за свои поступки" (1962, реж. X. Мартинес Суарес), "Падение" (1959), "Конец праздника" (I960), "Рука в ловушке" (1961) (реж. всех фильмов Л. Торре Нильсон), "Место под солнцем" (1964, реж. Д. Миннити) показана совр. молодёжь, рассказывается о людях "дна" столицы, содержатся элементы социальной критики. Выпускаются документальные фильмы, многие из к-рых отличаются прогрессивной направленностью.

Крупнейшие производственные кинофирмы А.: "Архентина соно филмс", "Контракуадро". В Буэнос-Айресе работают Академия киноискусства и кино-науки (с 1941), Нац. ин-т кинематографии (с 1959). С 1954 проводятся междунар. кинофестивали в Мар-дель-Плата, с 1958 - нац. кинофестивали в Рио-Ондо. Несколько аргент. фильмов награждено премиями на междунар. кинофестивалях.

Среди популярных аргент. киноактёров 1960-х гг.: Л. Сандрини, А. Алькон, Ф. Луппи, К. Эстрада, Л. Лебланк, Г. Борхес, В. Лаго, Э. Вайнер, И. Сарли.

Вопросы кино освещаются в журналах "Антена" ("Antena"), "Сипеландия" ("Cinelandia"), "Эральдо дсль сине" ("Heraldo del cine").

Лит.: Di Nubi1a D., Historia del cine argentine, v. 1-2, B. Aires, 1960.

В. Н. Кислое.

АРГЕНТИНА (Argentina), род рыб сем. Argentinidae отряда сельдеобразных. 5 видов: 3 - в Атлантич. ок. и 2 - в Тихом. Наиболее важный объект промысла - серебрянка, или золотая корюшка (Argentina silus). Тело дл. до 55 см, желтовато-золотистое, сжатое с боков; голова маленькая, глаза большие. Чешуя крупная с мелкими шипиками по заднему краю. Распространена в Сев. Атлантике; в СССР - в Ю.-З. части Баренцева м. Нерест в апреле - сентябре. Плодовитость ок. 40 тыс. икринок. Созревает после 8 лет. Питается планктонными беспозвоночными и рыбой.

АРГЕНТИНСКАЯ КОТЛОВИНА, понижение дна на Ю.-З. Атлантич. ок., между материковым склоном Юж. Америки, Южно-Атлантич. хр., плато Риу-Гранди и сев. частью Южно-Антильского хр. Глуб. до 5919 м, в узком жёлобе на Ю. 6213 м. Грунт - глобигериновый ил и красная глина.

АРГЕНТИНЦЫ, нация, осн. население Аргентины. Числ. ок. 19 млн. чел. (1968). Язык испанский, отличающийся рядом грамматич. и фонетич. особенностей. Религия - католицизм. А. являются потомками испанцев, а также переселенцев

из др. стран Европы. В ходе заселения Аргентины имело место смешение испанцев с местным населением - индейцами (в предгорных областях, где испанцы встретили мирное земледельч. население). Во 2-й пол. 19 в. началась усиленная иммиграция в Аргентину итальянцев, испанцев, французов, а также евреев, литовцев и украинцев, бежавших из царской России, и выходцев из др. стран. Складывание аргент. нации завершилось в основном в нач. 20 в.

Лит.: Народы Америки, т. 2, М., 1959. Э. -В. Зиберт.

АРГЕНТИТ (от лат. argentum - серебро), серебряный блеск, минерал, хим. состав Ag2S. Содержит 87,1% Ag и 12,9% S (иногда с примесью меди). Кристаллизуется в кубич. системе. Кристаллы редки. А. образует вкрапленники, прожилки, примазки, дендриты и волосовидные выделения; порошковатая разновидность А. наз. серебряной чернью. Цвет - свинцово-серый до железно-чёрного. Тв. по минералогической шкале 2-2,5, плотность 7200-7400 кг/м3, ковок. Обычен в гидротермальных низ-ко-среднетемпературных месторождениях серебряных руд вместе с др. минералами серебра. Отмечается также в составе кобальто-никелевых и свинцовоцинковых руд и в зоне гипергенеза, где образуется за счёт окисления других содержащих серебро минералов. А.- один из главнейших минералов серебра.

АРГЕНТОМЕТРИЯ, метод количественного анализа, основанный на применении титрованного раствора азотнокислого серебра. См. Титриметрический анализ.

АРГИ, река в Амурской обл. РСФСР, лев. приток р. Зеи. Дл. 350 км, пл. басс. 7090 км2. Протекает по Верхнезейской равнине, озёрность 4,4%. Питание преим. дождевое. Половодье с апреля по сентябрь.

АРГИЛЛИТ (от греч. argillos - глина и lithos - камень), твёрдая, камнеподобная глинистая порода, образовавшаяся в результате уплотнения, дегидратации и цементации глин при диагенезе и эпигенезе. По минералогич. и хим. составу А. очень сходны с глинами, но отличаются от них большей твёрдостью и неспособностью размокать в воде. Сложены в основном глинистыми минералами гидрослюдистого монтмориллонитового и хлори-тового типов с примесью частиц кварца, слюды, полевых шпатов. Подобно глинам, А. образуют либо массивные пласты, либо микрослоистые (плитчатые) разновидности. А.- типичные осадочные породы, характерные для геосинклинальных складчатых областей, а также глубоко погружённых осадочных толщ платформ.

АРГИНАЗА, фермент, катализирующий расщепление аргинина на орнитин и мочевину. Содержится в клетках печени животных, у к-рых конечным продуктом азотистого обмена является мочевина (у нек-рых рыб, амфибий, млекопитающих и др.). В др. органах и тканях отсутствует или содержится в незначит. кол-вах. В печени птиц и большинства пресмыкающихся, конечным продуктом азотистого обмена у к-рых является мочевая кислота, А. отсутствует. См. Ферменты.

АРГИНИН, альфа-амино-сигма-гуанидинвалериановая к-та,

диаминомонокарбоновая аминокислота, в молекуле к-рой, помимо аминогруппы, есть амидиновая группа (NH2-C = NH). А. имеет основные свойства (изо-электрич. точка при рН 10,76), образует бесцветные кристаллы, растворимые в воде. Мол. масса 174,3. А. входит в состав почти всех растит. и животных белков (нек-рые простейшие белки клеточных ядер спермиев рыб - протамины - содержат ок. 80% А.). В мышцах беспозвоночных животных содержится свободная аргининфосфорная к-та - продукт фосфорилирования А. Под действием фермента аргиназы, а также при щелочном гидролизе А. распадается на аминокислоту орнитин и мочевину, эта реакция играет важную роль в образовании мочевины в печени млекопитающих.

АРГИНУССКИЕ ОСТРОВА (Arginusai), в Эгейском море, юго-восточнее о. Лесбос. Ок. А. о. в 406 до н.э. во время Пелопоннесской войны 431-404 до н. э. произошло морское сражение между афинским (150 триер) и спартанским (120 триер) флотами, в к-ром афиняне разбили спартанский флот и освободили свою эскадру, блокированную спартанцами в Митилене (о. Лесбос).

АРГИРОПУЛО Перикл Эммануилович [12(24). 7.1839-18(30). 12.1862], русский революционер. По национальности грек. Студент юридич. ф-та Моск. ун-та. С 1859 участник кружка "Библиотека казанских студентов". В 1860-61 с П. Г. Заичневским создал студенч. кружок, занимавшийся переводами, литографированием и распространением запрещённых книг (Л. Фейербаха, А. И. Герцена, Н. П. Огарёва и др.), устройством воскресных школ. Арестован 22 июня 1861. Умер в тюремной больнице до объявления приговора.

АРГИШТИ I, царь Урарту (1-я пол. 8 в. до н. э.), сын Менуа. Известно неск. десятков его надписей, в т. ч. пространная летопись, высеченная на Ванской скале; А. упоминается также в ассирийских надписях. В его царствование Урарту превратилось в могуществ. державу Бл. Востока. Большие успехи были достигнуты в борьбе с Ассирией за овладение Сев. Сирией, Приурмийским р-ном и Юж. Закавказьем. В Закавказье при А. были построены крупные крепости Эребуни (Арин-берд) ок. Еревана и Ар-гиштихинили. При А. началось завоевание Присеванской обл., где сохранились надписи урартских царей об их победах. Г. А. Меликишвили.

АРГИШТИХИНИЛИ, город, построенный ок. 776 до н. э. в правление царя Урарту Аргишти 1 (ныне развалины на терр. Октемберянского р-на Арм. ССР). Из найденных урартских клинообразных надписей известно, что в завоёванной урартами Араратской долине была построена крепость, воздвигнуты дворцы и храмы, а в окрестностях разбиты сады и виноградники. В 4 в. до н. э. на этом месте был построен г. Армавир - столица Др. Армении.

Лит.: Пиотровский Б. Б., Ванское царство, М., 1959, с. 71 - 73; Меликишвили Г. А., Наури-Урарту, Тб., 1954, с. 260-62.

АРГО (франц. argot), речь социально или профессионально обособленных групп и сообществ. В отличие от жаргона, А. имеет проф. прикреплённость. В связи с этим говорят иногда об А. актёров, охотников, музыкантов и т. п. Исторически восходит к речи бродячих торговцев, ремесленников. Строго говоря, А.- язык деклассированных групп общества, язык воров, бродяг и нищих. А. не составляет самостоят. системы и сводится к специфич. словоупотреблению в пределах общего языка. А. взаимодействует с жаргоном и просторечием, образуя специальный лексич. пласт - сленг. См. Арготизмы.

Лит.:Бодуэн де Куртенэ И.А., Предисл., в кн.; Трахтенберг В. Ф., Блатная музыка ("Жаргон" тюрьмы), СПБ, 1908; Жирмунский В. М., Национальный язык и социальные диалекты, Л., 1936; Поливанов Е. Д., За марксистское языкознание. Сб. популярных лингвистических статей, М., 1931; Стоиков Ст., Социальные диалекты, "Вопросы языкознания", 1957, № 1; Dauzat А., Les argots, P., 1929; Guiraud P., L'argot, P., 1956. Л. И. Скворцов.

АРГОЛИКОС (Argolikos), Арголидский залив, залив Эгейского м. у берегов п-ова Пелопоннес (Греция). Дл. 50 км; шир. у входа 20 км,в ср. части 30 км, в вершине 7 км; глуб. до 823 м. Приливы полусуточные, их высота ок. 0,5 м. На вост. берегу - г.Нафплион.

АРГОН (лат. Argon), Ar, хим. элемент VIII гр. периодич. системы Менделеева, относится к инертным газам; ат. номер 18, ат. масса 39,948. При обычных условиях А.- газ без цвета, запаха и вкуса. К открытию А. привело обнаруженное в 1892 Дж. Рэлеем превышение на 0,0016 г/л (при 0°С и 101 325 н/м2) плотности азота из воздуха по сравнению с плотностью азота, полученного из его соединений. В 1894 Рэлей и У. Рамзай выделили из азота воздуха газ, обладающий хим. инертностью (греч. argos - бездеятельный). После открытия др. инертных газов они были объединены в отдельную нулевую группу периодич. системы; теперь общепринято рассматривать их как главную подгруппу VIII гр.

В природе А. присутствует только в свободном виде. Атмосфера содержит 16*1012т А., земная кора 0,165*1012т, вода 0,752* 1012 т. Объёмная концентрация А. в воздухе 0,93%. Атмосферный А. состоит из трёх стабильных изотопов: 36Аr (0,337% ),38Аr (0,063% ) и 40Аr (99,600% ). Преобладание тяжёлого изотопа связано с его образованием при радиоактивном распаде природного калия 40К (в результате общее количество А. в атмосфере непрерывно возрастает). Вследствие высокого содержания 40Аr атомная масса Аr больше, чем у следующего за ним в таблице Менделеева К. Из искусственно полученных радиоактивных изотопов А. для радиоактивной метки наиболее пригоден 37Аr с периодом полураспада 35,0 дней. Плотность А. (при 0°С и 101325н/м2) 1,7839 кг/м3, tпл - 189,3°С, tкип -185,9°С. В 1 л воды при нормальных условиях растворяется 51,9 см3 А. В металлах А. практически не растворим. Молекула А. одноатомна. Энергия первичной ионизации А. (Аr° ->Аr+) велика (15,755 эв или 2,5241*10-18 вдж), сродством к электрону А. не обладает. Все попытки получить валентные соединения А. оканчивались неудачей. А. способен образовывать соединения включения (клатраты) с веществами, имеющими в своих кристаллич. решётках полости с размерами, приблизительно соответствующими диаметру атома А. (Н2О, D2O, фенол, гидрохинон). Наиболее полно изучен Аr*6Н2О, впервые синтезированный в 1896 П. Вийаром при кристаллизации воды в атмосфере А. (давление А. 15,5 Мм/м2). темп-pa разложения Аr*6Н2О при 101 325 н/м2 42,0°С. А. с фенолом даёт соединение Аr*ЗС6H5ОН. В соединениях включения, напр. в SO2*6H2O, можно SO2 изоморфно заместить Аr (работы Б.А. Никитина и др.), что даёт возможность синтезировать Аr*6Н2О при нормальном давлении.

В пром-сти А. получают в процессе разделения воздуха при глубоком охлаждении. Возможно получение А. из продувочных газов колонн синтеза аммиака. Отделять А. от др. инертных газов лучше всего газохроматографич. методами. А. широко используется при тер-мич. обработке легко окисляющихся металлов. В защитной атмосфере из А. проводят, напр., сварку и резку различных редких и цветных металлов, плавку Ti, W, Zr и т. д. В атмосфере А. выращивают кристаллы полупроводниковых материалов. А. заполняют электрич. лампочки (А. снижает скорость испарения вольфрама и позволяет увеличить светоотдачу). Аргоновые трубки применяют для рекламы (сине-голубое свечение). На определении отношения 40Аr:40К основан один из методов определения возраста минералов (см. Геохронология). Радиоактивный А. иногда применяют для контроля вентиляц. систем.

Лит.: Фастовский В. Г., Ровинский А. Е., Петровский Ю. В., Инертные газы, М., 1964; Головко Г. А., Аппараты и установки для производства аргона, М.- Л., 1965; Финкельштейн Д. Н., Инертные газы, М., 1961; Бердоносов С. С., Инертные газы вчера и сегодня, М., 1966.

С. С. Бердоносов.

АРГОНАВТ, род моллюсков отряда головоногих; то же, что кораблики.

АРГОНАВТЫ (греч. Argonautai, от Аrgo- назв. корабля и nautes - мореплаватель), в др.-греч. мифологии герои, отправившиеся на корабле"Арго" под предводительством Ясона в Колхиду за золотым руном, к-рое охранялось драконом. С помощью волшебницы Медеи А. захватили золотое руно и привезли его в Грецию. Миф об А. отражает историю древнейших плаваний греков к берегам Чёрного м.

АРГОНН (Argonne), холмистая возвышенность на В. Парижского бассейна во Франции. Расположена между pp. Эна и Эр. Дл. ок. 40 км, шир. до 20 км, выс. до 349 м. Сложена меловыми песчаниками. Вост. склон крутой, зап.- пологий. Дубовые, частично буковые леса.

АРГОНО-ДУГОВАЯ СВАРКА, электрич. дуговая сварка с подачей в зону сварки струи аргона (иногда гелия) для защиты сварочной ванны от вредного воздействия атм. воздуха. А.-д. с. выполняется плавящимся электродом (сварка всегда автоматическая) или неплавящимся, напр. вольфрамовым электродом (сварка ручная и автоматич.). Вольфрамовый электрод позволяет сваривать металл самых малых толщин начиная с сотых долей мм. А.-д. с. широко применяют для соединения металлов и сплавов в виде листов, а также стыков толстостенных стальных труб. К. К. Хренов.

АРГОС (Argos), город в Греции на п-ове Пелопоннес. Нас. 13,2 тыс. чел. (1966). Поселение возникло в период ранней бронзы в нач. 2-го тыс. до н. э. В 15 - 14 вв. до н. э. А.- один из центров ахейского объединения. После завоевания дорийцами в 12-И вв. до н. э. А. стал центром Арголиды, конкурирующим со Спартой за первенство в Пелопоннесе. В 7 в. до н. э. тиран Аргоса Фирон распространил власть на значит. часть Пелопоннеса и первым в Греции начал чеканить серебряную монету. В период греко-персидских войн 500-449 до н. э. А. сохранял нейтралитет. В 5 в. до н. э. являлся крупнейшим рабовладельч. торг.-ремесл. центром со сложившимся демо-кратич. устройством. Во 2-й пол. 4 в. до н. э. А. попал в зависимость от Македонии; в 229 до н. э. вошёл в Ахейский союз, со 146 до н. э.- под властью Рима. В 297 и 395 н. э. А. был разрушен готами.

В антич. время славилась художеств. школа А., из к-рой вышли знаменитые греч. скульпторы Агелад, Поликлет и По-лимед. Раскопки А. с 1902 ведутся голл. и франц. археологами. Один из центров туризма в Греции.

Лит.: Beven Н. G. et Vollgraff W., Argos et Sicyone..., La Haye, 1947.

АРГОТИЗМЫ (франц., ед. ч. argotisme), слова и выражения разговорной речи, заимствованные из различных социальных, профессиональных диалектов. В семантически преобразованном виде используются в просторечии и сленге, сохраняя в них яркую экспрессивную окраску. В языке художеств. лит-ры А. применяются как средство стилистич. характеристики, гл. обр. в речи персонажей, а также в авторской речи при "сказовой" манере повествования. Обращение к А. в рус. лит-ре 19 - нач. 20 вв. носило исключительно этнографич. характер (В. В. Крестовский, Н. Г. Помяловский, Ф. М. Достоевский, В. А. Гиляровский и др.). В 20-30-е гг. 20 в. А. употреблялись авторами, пишущими с установкой на просторечно-сниженный стиль (И. Бабель, М. Зощенко и др.). Критикой тех лет А. не всегда справедливо расценивались как простое искажение и засорение лит. языка. В соар. лит-рс А. используются писателями и переводчиками для отражения реалистич. речевой характеристики образа и просторечно-жаргонной стихии языка. Широко применяются А. в совр. западной лит-ре (особенно в США).

Лит.: Стратен В. В., Арго и арготизмы, в сб.: Труды комиссии по русскому языку (АН СССР), т. 1, Л., 1931; Скворцов Л. И., Жаргонная лексика в языке современной художественной литературы, в сб.: Вопросы культуры речи, в. 7, М., 1966; Dаuzat A., Les argots, P., 1929; Partridge E., Dictionary of the Underworld. British and American, N. Y.- L., 1950; La Rue J., Dictionnaire d'argot^et des principales locutions populaires, precede d'une histoire de 1'argot, P., 1948; Berts ch A., Worterbuch der Kunden- und Gaunersprache, В., 1938. Л, И. Скворцов.

АРГУМЕНТ (лат. argumentum), 1) суждение (или совокупность взаимосвязанных суждений), приводимое в подтверждение истинности к.-л. другого суждения (или системы суждений, точки зрения, теории и т. п.). 2) А. в логике - посылка доказательства, иначе наз. основанием, или доводом доказательства; иногда А. наз. всё доказательство в целом. 3) А. функции (в математике и математич. логике) - переменная (говорят также независимая переменная), от значений к-рой зависят значения функции. 4) А. комплексного числа z=x + iy=r (cosф+isinф), изображаемого на плоскости точкой с координатами х и у - угол ф радиуса-вектора r этой точки с осью абсцисс.

АРГУМЕНТ ПЕРИГЕЯ (ПЕРИГЕЛИЯ) (астроном.), величина (элемент орбиты), определяющая ориентацию орбиты небесного тела (Луны, искусств. спутника Земли или планеты, кометы и др.) в плоскости орбиты; угол между линией узлов я направлением на перигей (перигелий) орбиты (см. рис.); отсчитывается от восходящего узла орбиты в направлении движения небесного тела.
Аргумент перигея (перигелия) и аргумент широты: u n - линия узлов; П - перигей (перигелий); S - небесное тело; ,n П - аргумент перигея (перигелия); n S - аргумент широты.



АРГУМЕНТ ШИРОТЫ (астроном.), величина, определяющая положение небесного тела (планеты, спутника и т. п.) на орбите; угол между линией узлов и радиусом-вектором небесного тела (см. рис.); отсчитывается от восходящего узла орбиты в направлении движения тела.

АРГУН, река на Сев. Кавказе, прав, приток Сунжи. Дл. 148 км, пл. басс. 3390 км2. Берёт начало неск. истоками из ледников на сев. склонах Б. Кавказа.

В низовьях течёт по равнине. Питание смешанное. Сплошного ледостава не бывает. На реке - г. Аргун.

АРГУН, город в Шалинском р-не Чеч.-Ингуш. АССР, на р. Аргун (басс. Тере ка). Ж.-д. ст. на линии Грозный - Махачкала. 22 тыс. жит. (1968). Мясокомбинат, сях. з-д, з-д по произ-ву машин для пищ. пром-сти, домостроительный комбинат, завод железобетонных изделий, ТЭЦ.

АРГУНОВ Павел Александрович [5(17).9.1862, Иркутск,-11.3.1944, Москва], советский историк. Один из основателей и активных деятелей "Общества переводчиков и издателей" (1882) - нелегального революц. кружка (гл. обр. из студентов Моск. ун-та). Весной 1884 "Общество" было разгромлено, А. исключён с 3-го курса юридич. ф-та Моск. ун-та, арестован и ок. 2 лет находился в тюрьме. Затем был сослан на 5 лет в Вост. Сибирь (Шушенское). Сотрудничал в сиб. изданиях и поволжских газетах, участвовал в создании Минусинского музея, составил "Очерки сельского хозяйства Минусинского края" (1892). После Окт. революции закончил в 1921 Саратовский ун-т, с 1925 был доцентом, с 1941 - сотрудником Ин-та истории АН СССР.

Соч.: Крестьянин и землевладелец в эпоху Псковской Судной грамоты, "Уч. зап. Саратовского гос. ун-та", 1925, т. 4, в. 4; О закупах Русской правды, "Изв. АН СССР", 7. серия. Отд. обществ. наук, 1934, № 10. Н. М. Дружинин.

АРГУНОВЫ, русские живописцы-портретисты, крепостные графов Шереметевых. Иван Петрович А. (1729-1802, Москва), учился, возможно, у двоюродного брата Фёдора Леонтьевича А. и у Г. Гроота. Автор парадных портретов, в к-рых широко использованы формы иск-ва барокко (посмертные портреты Б. П. и А. П. Шереметевых, 1768, оба - в музее в Кусково). Один из создателей камерного портрета в России (портреты К. А. и X. М. Хрипуновых, 1757, оба - в музее в Останкино; "Портрет неизвестной крестьянки в русском костюме", 1784, Третьяковская гад.). Николай Иванович А. (1771- ум. после 1829, Москва), сын и ученик предыдущего. В 1816 получил вольную. С 1818 акад. петерб. АХ. Испытал влияние классицизма. Автор ряда портретов представителей крепостной интеллигенции, в т. ч. Т. В. Шлыковой-Гранатовой (1789), П. И. Ковалёвой-Жемчуговой (1802-03; оба - в музее в Кусково).

Лит.: Селинова Т, А., И. П. Аргунов, "Искусство", 1952, ХЬ 5; Костикова Н. Р., Николай Аргунов, "Искусство", 1951, № 3.

Илл. см. на вклейке, табл. XVII.

АРГУНОВЫ, русские архитекторы, крепостные графов Шереметевых. Фёдор Семёнович А. (ок. 1732 - ок. 1768), двоюродный брат живописца И. П. Аргунова. Вероятно, учился у С. И. Чевакинского в Петербурге, участвовал в строительстве дома Шереметева на Фонтанке (1750-55). Жил в Петербурге. В подмосковной усадьбе Кусково по проектам А. сооружены: кухонный флигель (1755), павильон "Грот" (1755-75), предположительно, оранжерея (1761-64) - постройки, характерные для рус. барокко сер. 18 в. К ранним работам А. относится проект дома-усадьбы (ныне в Н.-и. музее АХ СССР, Ленинград). Павел Иванович А. (ок. 1768-1806, Москва), сын живописца И. П. Аргунова. С 1793 возглавил строительство дерев. дворца-театра в усадьбе Останкино под Москвой (построен в стиле рус. классицизма),в к-ром по его проектам создан ряд интерьеров.

Лит.: Безсонов С. В., Крепостные архитекторы, М., 1938.

Илл. см. на вклейке, табл. XVII.

АРГУНСКИЙ ХРЕБЕТ, горный хребет в Забайкалье, в Читинской обл. РСФСР. Расположен в левобережье р. Аргуни. Дл. ок. 100 км. Ср. выс. 800-1000л (наибольшая 1122 м). Сложен гранитами, вулканогенно-терригенными отложениями (песчаники, конгломераты, туфы). На склонах господствуют степи, используемые как пастбища.

АРГУНЬ, река в СССР и Китае. После слияния с р. Шилкой образует р. Амур. Дл. 1620 км, пл. басс. 164 тыс. км2. Берёт начало в горах Б. Хингана в Китае, где наз. Хайларом (Хайлархэ), по выходе из к-рого имеет широкую долину с обширной поймой; ближе к устью долина сужается. Осн. питание дождевое. В годы, изобилующие осадками, соединяется с басс. оз. Далайнор. Замерзает в кон. ноября, вскрывается в нач. мая. Гл. притоки: Уров, Урюмкан, Газимур - слева; Гэньхэ, Нюэрхэ - справа. Судоходство нерегулярное. В А. обитает; ок. 60 видов рыб, в т. ч. промысловые - белый амур, сазан, кета и др. Со 2-й пол. 17 в. по А. шли торг. пути из Сибири к центрам Вост. Китая.

АРГУС, в древнегреческой мифологии многоглазый великан, которого Гера приставила стеречь возлюбленную Зевса Ио (превращённую Герой в корову). Гермес, усыпив А., убил его и освободил Ио. В переносном смысле А.- бдительный страж.

АРГУС, общее назв. двух родов куриных птиц сем. фазановых. Род хохлатых A. (Rheinartia) представлен одним видом (Rh. ocellata), населяющим леса на склонах гор Лаоса, Вьетнама и п-ова Малак-ка; род больших A. (Argusianus) - тоже одним видом (A. argus), обитающим в более сухих лесах юж. части Бирмы, п-ова Малакка, о-вов Суматра и Калимантан. Большой А.- крупная птица, общая дл. самца 1,7-2 м (из них 1,2 м - средние рулевые перья хвоста), самки - 75 см. Окраска рыжевато-серая, у самца удлинённые второстепенные маховые перья с крупными глазчатыми пятнами. В кладке 2 пёстрых яйца, насиживает самка 24-25 дней. Неволю переносит легко, размножается.

АРГУТ, река в центр. части Алтая, прав. приток р. Катуни. Дл. 232 км (считая от истока р. Акалаха), пл. басс. 9550 км2. Питание снеговое, дождевое и ледниковое. Замерзает в ноябре, вскрывается в апреле.

АРГУТИНСКИЙ Иосиф, армянский церк. и политич. деятель; см. Иосиф Аргутинский.

АРГУЭЛЬЕС (Arguelles) Агустин (18.8. 1776, Рибадеселья, -26.3.1844, Мадрид), испанский политический деятель, один из лидеров либерального дворянства. По образованию юрист. Во время революции 1808-14 депутат кадисских кортесов, один из гл. составителей Кадисской конституции 1812. После восстановления абсолютизма в 1814 А. был отправлен на каторгу, где пробыл до 1820. Во время революции 1820-23 один из лидеров партии модерадос, в 1820-21 мин. внутр. дел и фактич. глава конституц. пр-ва, в 1822-23 деп. кортесов. В 1823-34 - в эмиграции. Участвовал в составлении конституции 1837.

АРДА, река в Болгарии (ниж. течение в Греции, устье в Турции), прав. приток р. Марица. Берёт начало в Родопских горах. Дл. 278 км. Пл. басс. более 5 тыс. км2. Наибольший сток в феврале - марте. Водохранилища, ГЭС. Используется для орошения. В низовьях судоходна для малых судов. На А.- гг. Рудозем, Кырджали (Болгария).

АРДАЗИАНИ Лаврентий Петрович [1815, Тифлис,-2(14).1.1870, там же], грузинский писатель. Выходец из духовного сословия. Был мелким чиновником. Наряду с Г. Эристави и Д. Чонкадзе А. подготовил почву для критич. реализма в груз. лит-ре. Наиболее значителен его роман "Соломон Исакич Меджгануашвили" (1861), в центре к-рого - фигура хищника, купца-стяжателя. В кн. "Путешествие по тротуарам Тбилиси" (1862) показана жизнь города, издевательства царских чиновников над народом. В романе "Морчили" (1863) писатель рисует жизнь дворянства. В полемич. статьях А. отстаивал передовые идеи "нового поколения", выступал за развитие реалистич. направления в груз. лит-ре.

В рус. пер. - Соломон Меджгануашвили, Тб., 1955.

Лит.: Барампдзе А., Радиани Ш., Жгенти Б., История грузинской литературы, М., 1958;

АРДАТОВ, город, центр Ардатовского р-на Морд. АССР, на р. Алатырь (лев. приток Суры), в 11 км от ж.-д. ст. Ардатов (на линии Канаш - Красный Узел). 9 тыс. жит. (1968). Маслодельный з-д, ватная ф-ка, леспромхоз. Близ А.- Ардатовский светотехнич. з-д. Мед. уч-ще, культ.-просвет. школа. Город образован в 1780 из с. Новотроицкого.

АРДАТОВ, посёлок гор. типа, центр Ардатовского р-на Горьковской обл. РСФСР, на р. Леметь, в 30 км к Ю.-З. от ж.-д. ст. Мухтолово (на линии Муром - Арзамас). 6,5 тыс. жит. (1968), Крахмальный комбинат, молоко- и хлебозаводы, откормочный совхоз. С.-х. техникум. Народный театр.

АРДАШЕВ Павел Николаевич [р. 22.11 (4.12).1865 - ум. после 1923], русский историк, специалист по истории Западной Европы. В 1889 окончил Московский ун-т. Проф. Юрьевского (1901-03), Киевского (1903-17), Симферопольского (1921-23) ун-тов; с 1923 преподавал в Витебском пед. ин-те. В 1902 вышла работа А. "Абсолютная монархия на Западе". Осн. работа "Провинциальная администрация во Франции в последнюю пору старого порядка 1774-89. Провинциальные интенданты" (т. 1-3, 1900-06) в значительной мере

апологетизирует адм. порядки во Франции накануне Великой франц. революции, однако представляет интерес благодаря привлечённому автором большому архивному материалу. А. выступал с поддержкой "психологического" метода И. Тэна.

АРДАШИР I, АрташирПапакан (р. ок. 180-ум. 22. 9. 239, по др. данным-241), основатель и первый царь иранской династии Сасанидов. Дед А. I Сасан был, по-видимому, жрецом главного храма в Истахре, столице Фарса. А. I служил у правителя Дарабгирда (крепость в Фарсе), вассала парфянского царя Артабана V [209-224]. Ок. 200 стал правителем этой крепости; вскоре подчинил себе весь Фарс, Керман и Гей (совр. Исфахан) и, поддерживаемый знатью и жречеством, выступил против Артабана V. 28 апр. 224 нанёс ему на равнине Ормиздаган решающее поражение, после к-рого Парфянское царство прекратило существование. Короновался с титулом шахиншаха ("царя царей") в 226/227. Борьба А. I с Римом за Месопотамию и Армению и войны, к-рые он вёл на Востоке, привели к значит, расширению терр. Сасанидского гос-ва. В. Л. Лившиц.

АРДЕБИЛЬ, город на С.-В. Ирана, в Вост. Азербайджане. 83,5 тыс. жит. (1966). Узел шосс. дорог. Аэродром. Произ-во ковров. Близ А.- минер. источники. Время основания не установлено. Впервые упоминается при последних Сасанидах. В ср. века, особенно в 9- 10 вв.,- крупный торг.-ремесл. и культурный центр Азербайджана; в отд. периоды - столица небольших независимых княжеств. В 1220 взят и разрушен монголами. В кон. 13 в. в А. возник дервиш-ский орден Сефевие. Ардебильское шейхство Сефевие стадо первонач. ядром гос-ва Сефевидов.

Ардебиль. План архитектурного комплекса с мавзолеем шейха Сефи. 16-17 вв.

В А. сохранился замечат. по планировке и богатству убранства архит. комплекс (16-17 вв.) мавзолея шейха Сефи: большой сад (дл. 120 м) с портальным входом (1648, отделка выполнена мастером Исмаилом из А.); малый двор, ведущий в большой двор с 8-угольной мечетью [13 в. (?)] и прямоугольной поминальной мечетью, к к-рой примыкают цилиндрич. купольный мавзолей шейха Сефи со сплошной узорной поливной облицовкой и 8-угольное здание Чини-хане (хранилище фарфора).

Лит.: Саламзаде А. В., Архитектура Азербайджана XVI-XIX вв., Баку, 1964.

АРДЕЛАН, историч. область в Иране; см. Эрделан.

АРДЕННСКАЯ ОПЕРАЦИЯ 1944-45, наступление нем.-фаш. войск на Зап. фронте в р-не Арденн (на Ю.-З. Бельгии в дек. 1944 - янв. 1945). К кон. 1944 фаш. Германия оказалась зажатой в тиски с востока и с запада, её воен., экономич. и междунар. положение резко ухудшилось. Цель А. о. состояла в том, чтобы силами 25 дивизий (в т. ч. 7 танковых) нанести удар через Арденны на Антверпен, разгромить англо-амер. силы в Бельгии и Нидерландах и тем самым изменить ход войны в пользу Германии. Расчёты гитлеровского руководства на перелом в войне вытекали из надежды на раскол антигитлеровской коалиции, на возможный, по его мнению, поворот в политике зап. держав. Наступление немцев началось 16 дек. силами 6-й танк. армии СС, 5-й танк. армии и 7-й полевой армии, объединённых в группу армий "Б" (фельдмаршал В. Модель). 4 амер. дивизии (из состава 1-й амер. армии 12-й группы армий ген. О. Брэдли), оборонявшиеся на фронте 115 км, оказались застигнутыми врасплох и, понеся большие потери, в панике отступили. К 26 дек. нем.-фаш. войска продвинулись па глубину до 90 км. Союзное командование быстро перебросило к участку прорыва крупные силы войск и авиации. 3-я амер. армия нанесла успешный контрудар (начат 22 дек.) на Бастонь. Наступление нем.-фаш. войск было остановлено. 1 янв. 1945 нем.-фаш. войска предприняли наступление в р-не Страсбурга с целью отвлечения сил союзников. Хотя немцев удалось остановить, положение на Зап. фронте в нач. января оставалось напряжённым. 6 янв. англ. премьер-мин. У. Черчилль обратился за помощью к Сов. пр-ву. Верный союзнич. обязательствам, СССР пришёл на помощь США и Англии. 12 янв. сов. войска на 8 дней раньше намеченного срока перешли в наступление в Вост. Пруссии и Польше. Нем.-фаш. командование было вынуждено отказаться от дальнейших попыток наступления на западе и начать переброску войск оттуда на сов.-герм. фронт (с 12 по 31 янв. было переброшено 7 дивизий). К кон. января союзники восстановили положение на Зап. фронте. Потери (убитыми, ранеными и пропавшими без вести) союзников в этой операции составили ок. 77 тыс. чел., потери немцев - ок. 93 тыс. чел.

Лит.: Вторая мировая война 1939 - 1945, М., 1958; Роковые решения, пер. с англ., М., 1958; Merriam R. Е., Dark December, Chi., 1947. И. Е. Зайцев.

АРДЕННЫ (Ardennes; от кельт. ard- высокий), возвышенность на Ю. Бельгии и частью во Франции и Люксембурге, зап. оконечность Рейнских Сланцевых гор. Сложена девонскими и кам.-уг. известняками, сланцами и песчаниками, смятыми в складки в герцинский орогенез. Вы.. ок. 400 м (наибольшая 694 м, г. Ботранж). Поверхность платообразная. А. дренируются р. Маас и его притоком Урт. Много торфяных болот, по склонам - берёзовые, еловые и дубовые леса. Месторождения кам. угля и жел. руды.

АРДЕННЫ (Ardennes), департамент на С.-В. Франции у бельг. границы. Пл. 5253 км2. Нас. 317 тыс. чел. (1968). Адм. ц. - г. Мезьер. В состав А. входят частично терр. ист. областей Лотарингия, Эно, Шампань. На С.-В.- возвышенность Арденны, на Ю.-В. в пределы А. заходит возвышенность Аргонн, остальная часть - холмистая местность, орошаемая р. Эна и переходящая в низменную равнину. Сел. х-во с преобладанием животноводства. Лесное х-во. Металлургия, ме-таллообр., машиностр., текст. (шерст.) пром-сть (в гг. Мезьер, Седан, Шарлевиль, Ревен). Л. Е. Слука.

АРДЕНЫ, арденская порода лошадей, порода тяжеловозов, в течение мн. веков разводимая в Бельгии. Выведена в р-не Арденнской возвышенности (отсюда назв.). При выведении совр. типа А. под влиянием спроса на крупную рабочую лошадь их скрещивали в Бельгии с более рослыми брабансонами. Во Франции и Швеции скрещиванием местных лошадей сначала с белы. А., затем с брабансонами выведены тяжеловозные породы, наз. также А. Совр. арденские лошади массивные, с хорошо развитой мускулатурой; конечности короткие, толстые. Хвост, по традиции, обрубают по первый подвижной позвонок. Масти: рыжая, гнедая, серая, чалая. Промеры жеребцов (в см): выс. в холке 148-160, косая дл. туловища 160-170, обхват груди 190-220, обхват пясти 23-25. Живая масса 700-800 кг. В Россию А. завезены в сер. 19 в. В СССР на основе арденских лошадей выведена рус. тяжеловозная порода, а также тип прибалтийской тяжеловозной лошади, сходной с советским тяжеловозом. А. разводят также в Австрии, Венгрии, Аргентине, Чили.

Лит.: Книга о лошади, под ред. С. М. Будённого, т. 1, М., 1952; Руководство по разведению животных, [пер. с нем.], т. 3, кн. 1, М., 1965.

АРДЕШ (Ardeche), река на Ю.-В. Франции, прав. приток Роны. Дл. 120 км. Берёт начало на склонах Севенн. Ср. годовой расход 60 м5/сек. Ярко выражен зимне-весенний максимум стока. ГЭС. Лесосплав. В ниж. течении судоходца.

АРДЕШ (Ardeche), департамент во Франции на вост. окраине Центр. Франц. массива. Пл. 5556 км2. Нас. 255,5 тыс. чел. (1968). Адм. ц.- г. Прива. Субтропич. плодоводство (олива, виноград, фрукты) в долине Роны, в горах-пастбищное животноводство. Пром-сть преим. текст, (шёлковая); произ-во бумаги, автомоб. кузовов (Анноне).

АРДЖЕШ (Arges), уезд на Ю. Румынии. Пл. 7282 км2. Нас. 569,3 тыс. чел. (1968). Адм. ц.- г. Питешти. Сев. часть уезда расположена в Юж. Карпатах; на Ю.- полоса сильно всхолмлённых предгорий и Нижнедунайская равнина. Реки принадлежат басс. Дуная (Олт, Арджеш и др.). Преобладают горно-лесные на С. и степные ландшафты на Ю.

А.- индустр.-агр. р-н. В годы нар. власти создан новый нефтедоб. р-н. Добыча лигнитов у Кымпулунга (до 0,8 млн. m в год). В верховьях р. Арджеш - ГЭС (200 тыс. квт). Текст., пищ., деревообр., кож.-обув., швейная пром-сть, произ-во стройматериалов (Питешти, Кымпулунг, Куртя-де-Арджеш). В Кымпулунге и Колибаши имеются автостроит. з-ды. В предгорьях крупные массивы садов (гл. обр. слива) и виноградников; мясо-молочное животноводство и овцеводство; на юге - посевы пшеницы, кукурузы,подсолнечника и сах. свёклы. Ю. А. Круковский.

АРДЖЕШ (Arges), река в Румынии, лев. приток Дуная. Дл. 335 км, пл. басс. 12,4 тыс. км2. Берёт начало в массиве Фэгэраш (Юж. Карпаты), в ниж. течении протекает по Нижнедунайской низм. Весеннее половодье, летние паводки. А.- одна из главных сплавных рек Румынии. На А.- г. Олтеница.

"АРДИТИ ДЕЛЬ ПОПОЛО", итальянская антифаш. орг-ция; см. "Народные смельчаки".

АРДОВ Виктор Ефимович [р. 8(21).Ю. 1900, Воронеж], русский советский писатель. Окончил Ин-т им. Г. В. Плеханова. Начал печататься в 1921. Автор юмористич. рассказов, сценок, фельетонов: сборники "Крупным планом" (1926), "Сливки общества" (1930), "Смех и грех" (1935), "Ваши знакомые" (1956), "С подлинным верно" (1961), "На сцене и - рядом..." (1962), "Эстрада" (1963), "Цветочки, ягодки и пр." (1969) и др., а также комедий "Всесвалка" (пост. 1927) и "Мелкие козыри" (1937). В соавторстве с Л. В. Никулиным написал комедии "Статья 114-я уголовного кодекса" (1926), "Склока" (1926), "Таракановщина" (1929). Автор киносценариев "Светлый путь" (1940), "Машина 22-12" ("Счастливый рейс", 1946) и др., а также книги "Разговорные жанры эстрады и цирка" (1968).

АРДОН, река на Сев. Кавказе, в Сев.-Осет. АССР, лев. приток р. Терек. Дл. 102 км,пл. басс. 2700 км2.

Берёт начало из ледников Б. Кавказа. У г. Алагир выходит на предгорную Сев.-Осет. равнину. Используется для орошения. По долине А. проходит Военно-Осет. дорога. В басс.- Садонское месторождение свинцово-цинковых руд.

АРДОН, город (до 1964 - село), центр Ардонского р-на Сев.-Осет. АССР. Расположен на рукаве р. Ардон. Ж.-д. ст. на ветке Дарг-Кох - Алагир (от линии Прохладная - Грозный). Узел шосс. дорог. 11,3 тыс. жит. (1968). Рем.-механич., асфальтобетонный, консервный з-ды, маслосырозавод, пенькозавод.

АРДУЭН-МАНСАР (Hardouin-Mansart, собственно Ардуэн) Жюль (16.4.1646, Париж,- 11.5.1708, Марли, близ Версаля), французский архитектор. Внучатый племянник и ученик Ф. Мансара. Чл. Академии архитектуры (с 1675). С 1678 руководил работами в Версале: пристроил юж. (1678-81) и сев. (1684- 1689) крылья к королев. дворцу, перестроил его парковый фасад и создал совм. с Ш. Лебреном ряд интерьеров, в т. ч. величественную Зеркальную галерею (1678-84, дл. 73 м), залы Мира и Войны; построил дворец Б. Триацон (1687), замок Кланьи (1676-83) и мн. др. К важнейшим работам А. принадлежат также планировка и застройка площадей Вандомской (1685 - 1701) и Побед (1685-86) и Собор инвалидов (1680-1706) в Париже. В творчестве А. франц. архитектура эпохи абсолютизма достигла высшего расцвета: сочетая строгие формы классицизма с пространств. размахом барокко, оперируя крупным масштабом (большой ордер), А. придавал своим произв. величавый я торжеств. характер.

Лит.: Bourget P., СattaniG., Jules Hardouin-Mansart, P., 1960 (библ., с. 173-77).

АРЕАЛ (от лат. area - площадь, пространство), часть земной поверхности (или акватории), в пределах к-рой встречается тот или иной вид (род, семейство и т. д.) животных или растений. А. наз. сплошным, если на всём его протяжении вид встречается на соответствующих его жизненным требованиям место-обитаниях; прерывистым (или дизъюнктивным), если между двумя или неск. пространствами, заселёнными к.-л. видом, есть промежутки настолько значительные, что любой контакт между разделёнными ими популяциями вида исключён. Иногда А. бывает в основном сплошным, но вблизи его окраины вид заселяет обособленные участки, к-рые наз. "островными местонахождениями" (или эксклавами). Размеры А. различны: нек-рые животные и растения обитают только на очень огра-нич. пространстве (напр., на отдельной горной вершине, острове, в горном ущелье, в изолированном озере), др. распространены очень широко - на неск. материках, занимая на них громадные области. Группы организмов (семейства и др. высшие категории: напр., злаки, воробьиные птицы), распространённые npaктиески по всему свету (точнее - по всей суше или по всем морям), наз. космополитическими; космополитических видов, вероятно, не существует. А. первоначально представляет пространство, на к-ром происходит становление вида. Этот первичный А. может затем расширяться в результате расселения вида, масштабы которого определяются средствами распространения, приспособляемостью к различным условиям и внешними факторами (изменение климата и др. условий среды в пространстве и времени, соотношения между сушей иводой и пр.). А. может уменьшаться вследствие вымирания вида на части заселённого им пространства.