загляните на купон-скидку или справочники: окна kbe, окна veka, окна rehau, остекление балкона, остекление лоджии, изготовление окон, монтаж окон, остекление, производство окон, металлопластиковые окна, окна пвх, пластиковые окна, установка окон, стеклопакеты и евроокна.



ВСЁ О СТРОИТЕЛЬСТВЕ, ЖЕЛЕЗОБЕТОНЕ, БЕТОНЕ, АРХИТЕКТУРЕ И НЕ ТОЛЬКО...:
ОПРЕДЕЛЕНИЯ:

АСФАЛЬТИРОВАНИЕ, устройство асфальтобетонных покрытий на автомобильных дорогах, улицах, аэродромах и т. п. путём укладки и уплотнения асфальтобетонной смеси по предварительно подготовленному основанию. В зависимости от назначения покрытия асфальтобетонную смесь (асфальтобетон) укладывают в один или два слоя на основание из щебня, гравия (нежёсткое основание) или бетона (жёсткое основание). Нижний слой толщиной 4-5 см устраивают из крупно- или среднезерни-стой смеси с остаточной пористостью 5-10% ; верхний слой толщиной 3-4 см-из средне- или мелкозернистой смеси (остаточная пористость 3-5%). При тяжёлых нагрузках и интенсивном движении транспорта покрытия устраивают 3-4-слойными общей толщиной 12-15 см. АСФАЛЬТИРОВАНИЕ начинается с очистки основания от пыли и грязи механич. дорожными щётками и поливомоечными машинами, исправления неровностей основания, обработки его поверхности жидким битумом или битумной эмульсией. Асфальтобетонная смесь приготовляется в асфальтобетоно-смесителях на стационарных или полустационарных заводах (установках), доставляется на место автомобилями-самосвалами и загружается в приёмный бункер асфалътобетоноукладчика, к-рый укладывает, разравнивает и предварительно уплотняет смесь. Окончат. уплотнение осуществляется катками дорожными. .


КОММУНАЛЬНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО, отрасль строительства, занятая сооружением объектов, связанных с обслуживанием жителей городов, посёлков городского типа, районных сельских центров и населённых пунктов сельской местности. В числе этих объектов: системы водоснабжения и канализации с очистными сооружениями и сетями; сооружения городского электрического транспорта с путевым, энергетическим хозяйством, депо и ремонтными предприятиями; сети газоснабжения и теплоснабжения с распределительными пунктами, районными и квартальными котельными; электрические сети и устройства напряжением ниже 35 кв; гостиницы; городские гидротехнические сооружения; объекты внешнего благоустройства населённых мест, озеленения, дороги, мосты, путепроводы, ливнестоки; предприятия санитарной очистки, мусороперерабатывающие и др. Планомерное развитие КОММУНАЛЬНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА в СССР началось ещё в 1-й пятилетке и осуществлялось нарастающими темпами до начала Великой Отечеств, войны 1941-45. В годы 4-й пятилетки (1946-50) проводились работы по восстановлению объектов коммунального назначения, разрушенных во время нем.-фаш. оккупации. В последующие годы КОММУНАЛЬНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО велось высокими темпами в связи с бурным развитием промышленности, культуры, увеличением численности городов и посёлков городского типа .
ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО, теория и практика планировки и застройки городов (см. Город). ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО определяют социальный строй, уровень развития производственных сил, науки и культуры, природно-климатичие условия и национальные особенности страны. ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО охватывает сложный комплекс социально-экономических, строительно-технических, архитектурно-художественных, а также санитарно-гигиенических проблем. Общим для ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО досоциалистических формаций является большее или меньшее влияние на него частной собственности на землю и недвижимое имущество..
ЗЕЛЁНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО, составная часть современного градостроительства. Городские парки, сады, скверы, бульвары, загородные парки (лесопарки, лугопарки, гидропарки, исторические, этнографические, мемориальные), национальные парки, народные парки, тесно связанные с планировочной структурой города, являются необходимым элементом общегородского ландшафта. Они способствуют образованию благоприятной в санитарно-гигиеническом отношении среды, частично определяют функциональную организацию городских территорий, служат местами массового отдыха трудящихся и содействуют художественной выразительности архитектурых ансамблей. При разработке проектов садов и парков учитывают динамику роста деревьев, состояние и расцветку их крон в зависимости от времени года.

Главная страница
Поиск по сайту
Оглавление страниц

Объяснение слов: словарь, справочник, информация. Строительство, экономика, промышленность - все сферы жизни: от А до Г, от Г до П и от П до Я

амысла в отношении человеческого рода. В то же время она признаёт ответственность человека за свои поступки и видит задачу историка в поучении ист. опытом. Идею о дидактич. ценности истории, принятую большинством мусульм. историков, особенно чётко сформулировал Ибн Мискавайх (ум. 1030). Араб. историки не пошли дальше повествоват. истории, и только Ибн Хальдун сделал попытку перейти к изложению ист. событий в их причинной связи, разработав оригинальное учение об общих законах развития человеческого общества.

Предшественниками профессиональных араб. историков были знатоки и собиратели родословий и устных племенных преданий. Эти материалы были систематизированы Мухаммедом аль-Кальби (ум. 763), дополнены и записаны его сыном Хишамом (ум. ок. 819). Кроме монументального свода генеалогий арабов Хишама аль-Кальби, аналогичные своды составили Муарридж ас-Садуси (ум. 811), Сухайм ибн Хафс (ум. 806), Мусаб аз-Зубайри (ум. 851), Зубайр ибн Баккар (ум. 870), Ибн Хазм (ум. 1030), аль-Калькашанди (1355-1418) и др. Крупнейшей фигурой начального периода араб. историографии был Мухаммед аз-Зухри (ум. 741/42), сочетавший собирание родословий и племенных преданий с интересом к политич. истории Халифата. Ему принадлежит одна из первых записей преданий о воен. походах Мухаммеда (т. н. магази). Первое большое ист. сочинение на араб. языке (история древних пророков и жизнеописание Мухаммеда) Ибн Исхака (ок. 704-768 или 767) послужило образцом для последующих сочинений на эту тему. Наиболее значительны труды аль-Вакиди (747-823), Ибн Сада (ум. 845), поздние компиляции Ибн Саид ан-Наса, Нур-ад-дина аль-Халаби и др. К ним примыкает популярная в ср. века агиографич. лит-pa, б. ч. фантастич. рассказы о пророках и му-сульм. святых.

Для 2-й пол. 8 - сер. 9 вв. характерно преобладание ист. трудов, посвящённых отд. событиям гл. обр. из истории араб. завоеваний и гражд. войн в Халифате 7 - нач. 8 вв. [Аоу Михнаф (ум. 774), Абу Убайда (ум. ок. 824) и особенно аль-Мадаини (ум. ок. сер. 9 в.)]. Центром араб. историографии надолго стал Ирак. Со 2-й пол. 9 в. появляются соч., объединяющие накопленный материал в связное ист. повествование. Наиболее значительными были труды злъ-Белазури (ок. 820 - ок. 892); Абу Ханифы ад-Динавери (ум. ок. 895) и аль-Якуби по всеобщей истории, ставшей ведущим жанром историографии периода её расцвета (9-1-я пол. 11 вв.). Составленные чаще в форме анналов, они содержали обзор всемирной истории от сотворения мира, начальную историю мусульм. общины, описание араб. завоеваний и политич. историю Халифата (правление династий Омейядов и Аббасидов). Самое крупное сочинение этого жанра - многотомная "История пророков и царей" ат-Табари (838 или 839-923). Известность получили также всеобщая история аль-Масуди (ум. 956 или 957), Хамэы аль-Исфахани (ум. во 2-й пол. 10 в.), Ибн Мискавайха, а позднее Ибн алъ-Асира (1160-1233 или 1234), Ибн Хальдуна и др. Историков 9-10 вв. отличает широта кругозора, отражающая энциклопедич. характер их интересов и знаний (особенно Якуби и Масуди, собравших материал по истории и культуре народов за пределами мусульманских стран).

В связи с формированием местного политич. самосознания в гос-вах, сложившихся на терр. Аббасидского халифата, в историографии со 2-й пол. 10 в. преобладают династийная и местная хроники, авторами к-рых становятся гл. обр. придворные историографы (обычно чиновники-секретари, везиры и т. п.), а не историки-учёные. Получили развитие биографические хроники, посвящённые истории секретарей, везиров (например, аль-Джахшийари, ум. 943; Хилаль ас-Саби, 969-1056), судей (Ваки аль-Кади, ум. 918; аль-Кинди, ум. 961; аль-Хушани, ум. 971). Местную историографию представляют труды по истории отд. городов, областей и провинций, напр. истории Мекки - аль-Азраки (ум. ок. 858), Багдада - Ибн Абу Тахира Тайфура (819/20-893), Египта - Ибн Абд аль-Хакама (около 798-871), мусульм. Испании - Абд аль-Малика ибн Хабиба (ок. 796-853). Особого внимания заслуживает ист. энциклопедия йеменского историка аль-Хамдани (ум. во 2-й пол. 10 в.), в к-рой собраны сведения по генеалогии, истории, археологии, географии и лит-ре Юж. Аравии. В более позднее время в сочинениях такого рода гл. внимание отведено биографиям местных политич. и религ. деятелей и деятелей культуры, причём для многих из этих биографич. сочинений характерно соединение анналов с политич. биографией. Таковы история Багдада - аль-Хатиба аль-Багдади (1002-71), Дамаска - аль-Каланиси (ум. 1160) и Ибн Асакира (1105-1176), Халеба (Алеппо) - Ибн аль-Адима (1192-1262), Гранады - Ибн аль-Хатиба (1313-1374). Династийная история, начатая трудами Ибрахима ас-Саби (ум. 994) по истории Бундов и аль-Утби (961 - 1022, по др. данным ум. 1036 или 1040) по истории Газневидов, получила особенное развитие в 12-13 вв., гл. обр. в Сирии, куда переместился центр ист. науки. Местные династии Зенгидов и Айюбидов нашли своих историографов в лице Имад-ад-дина аль-Исфахани (1125- 1201), Ибн Шаддада (1145-1234), Абу Шамы (1203-1268) и особенно Ибн Ва-сила (1207-1298). Здесь же создавались и всеобщие истории (Абу-лъ-Фида, 1273- 1331; аз-Захаби, 1-274-1353 или 1347; Ибн Касир, ок. 1300-1373 и др.). В 15- 16 вв. ведущее место в араб. историографии занимали егип. историки, авторы трудов по истории мамлюков, ист. энциклопедий (ан-Нувайри, 1279-1332) и всеобщих хроник (Ибн аль-Фурат, 1334- 1405) и особенно плеяда историков-полигисторов, таких, как аль-Макризи (1364- 1442), аль-Айни (1361-1451), Абу-ль-Махасин Ибн Тагриберди (1409 или 1410- 1470) и ас-Суюти (1445-1505), оставивших многотомные сочинения по политич., социально-экономич. и культурной истории Египта.

Одно из главных мест в араб. историографии занимает собственно биографич. лит-pa: общие биографич. словари Якута, Ибн Халликана (1211-1282) и ас-Сафади (1296/97-1363), своды биографий деятелей в области философии, медицины и есТеств. наук Ибн аль-Кифти (1172- 1248) и Ибн Абу Усайби (1203-1270) и др. Ист. сочинения на араб. яз. писали не только в арабских, но и в др.странах мусульм. Востока, в т. ч. в Индии, Иране, Турции и в Вост. Африке. Эпоха тур. господства (16 - нач. 20 вв.) представлена гл. обр. эпигонскими компиляциями по общей и местной истории, биографич. и историко-библиографич. сводами. Наибольшую ценность представляют история Андалусии аль-Маккари (1591/92-1632) и биографич. сочинение егип. историка аль-Хафаджи (ум. 1659).

Литература. Араб. лит-pa уходит своими корнями в устную словесность родо-племенного общества на терр. Аравийского п-ова. К числу ранних записей (8- 10 вв.) относятся: сб. "Отборные", или "Нанизанные" ("Муллакат"), составленный рави Хаммадом (694/695-772) (включает 7 шедевров семи поэтов); "Муфаддалият" и "Асмаият" филологов аль-Муфаддаля (ум. 786) и аль-Асмаи (ум. ок. 830); две антологии "Доблесть" ("Хамаса") принадлежащие Абу Таммаму (ок. 796-845) и аяь-Бухтури (821-897); диван поэтов из племени хузаил -"Книга критики поэзии" Ибн Кутайбы (ум. 889); "Книга изъяснения" аль-Джахиза; антология "Книга песен" Абу-лъ-Фараджа аль-Исфахани (897-967); диваны отд. поэтов и сб-ки пословиц.

Древняя араб. словесность самобытна, чужеземные влияния в ней ничтожны. Более всего она культивировалась среди кочевников-скотоводов (бедуинов), но получила распространение и среди полукочевого и оседлого населения земледельч. оазисов и городов. Ведущую роль в ней играла поэзия, у истоков к-рой прослеживаются трудовые, колыбельные, охотничьи, караванные песни; очень рано сложились жанры поношения врага (хиджа), похвальбы (фахр), песни мести (cap), траурной заплачки, или элегии (риса), а также элементы любовной и описательной лирики (насиб и васф). К глубокой древности восходят зачатки художеств. прозы: ораторская речь, рассказы о битвах племён (айям аль-араб) и др. памятных событиях.

Поэзия 5-7 вв., когда она переживала расцвет, стала в араб. лит-ре своеобразным эталоном поэтич. языка, метрики и эстетич. идеалов, надолго определив тематику и художеств. приёмы.

Центральной фигурой в доисламской поэзии является сам поэт, к-рый выступает как бедуин, патриот своего племени. Идеализированный образ поэта-бедуина раскрывается на фоне реальных картин кочевого быта, боевых и охотничьих сцен, видов аравийской пустыни. Осн. лит. формами др.-араб. поэзии были касыда и аморфный фрагмент (кита, мукатта). Характерная особенность арабской поэзии - монорим; каждый стих, как правило, состоит из одного предложения и является самостоят. смысловой эстетич. единицей. Язык др.-араб. поэзии характеризуется колоссальным запасом слов, гибкостью синтаксич. конструкций, многообразием конкретных изобразит. средств.

Араб. предание сохранило имена ок. 125 доисламских поэтов (конца 5 - 1-я пол. 7 вв.): Имру-уль-Кайс, к-рому приписывают создание классич. типа касыды; Тарафа, автор замечат. касыдымуаллаки; Антара ион Шаддад, певец воинской доблести и любви; Зухайр и Лабид, считающиеся лучшими выразителями жизненной мудрости и этич. идеалов бедуинского общества; Шанфара и Тааббата Шарран, воспевшие вольную жизнь одинокого разбойника в пустыне; Алкама, Урва ибн аль-Вард, Харис ибн Хиллиза и Амр ибн Кульсум, выступающие героями и певцами своих племён; первые придворные панегиристы - ан-Набига, Абид ибн аль-Абрас и Хатим; бродячий поэт аль-Аша, прославившийся сатирами и вакхич. стихами; поэтесса аль-Ханса; иудейский поэт Самауаль и христианин Ади ибн Зайд, в стихах к-рого сочетаются жизнерадостные мотивы о вине с печальными мыслями о суетности мира и др.

Первым памятником араб. письменности был Коран, в к-ром собраны религ. проповеди Мухаммеда, рассказы на библейские сюжеты, назидат. речи и законоположения исламской общины и гос-ва. Влияние Корана ощущается во всей последующей араб. лит-ре. Мухаммед и его последователи на первых порах выступали против поэзии, как привычной формы выражения языческой идеологии. Ненадолго развитие поэзии было ослаблено, лишь её традиц., художеств. условности сохранились, а идейное содержание претерпело небольшие изменения под влиянием новой веры - ислама. Центром поэзии стали Сирия и Ирак. При дворе Омейядов творили выдающиеся поэты - аль-А.гталъ, аль-Джарир, алъ-Фараздак и др.

Новые явления в поэзии этого периода наблюдаются в аристократич. среде крупных гор. центров Халифата, где получила развитие любовная лирика в виде коротких стихотворений. Ярким представителем этого жанра был Омар ибн Аби Ра-биа из Мекки (641-ок. 712 или ок. 718). Известны и др. поэты в Мекке (Ибн Кайс ар-Рукайат, Абу Дахбаль), Медине (Ахвас) и Дамаске (халиф Валид II). В бедуинской среде в Аравии выдвинулась плеяда певцов идеальной, или "узритской" (от племени узра), любви. Поэт и его возлюбленная составляли неизменную пару, умиравшую от неутолённой любви. Позднее о знаменитых парах (Джамил и Бусайна, Меджнун и Лейла, Ку-сайир и Азза и др.) были сложены романтические повести. Повесть о Меджнуне и Лейле приобрела мировую известность.

С сер. 8 в. всё большее участие в создании араб. лит-ры наряду с арабами принимают представители завоёванных народов. В Халифате усилился интерес к изучению араб. старины, разрабатывались теории языка, стиля и метрики, осуществлялись переводы важнейших сочинений древности на араб. яз. Для развития прозы особое значение имели переводы со среднеперсидского (пехлевийского) языка. Ибн аль-Мукаффа (казнён ок. 759) перевёл "Калилу и Димну", восходящую к инд. сб. "Панчатантра", и средне-персидский свод эпич. преданий и хроник "Хвадай-намак" ("Книга царей"). Абан Лахики (ум. 815) переложил араб. стихами "Калилу и Димну", книги о Маздаке (см. Маздакизм) и о Синдбаде и др. Влияние переднеазиатской цивилизации, прежде всего иранской, ощущалось и в поэзии, к-рая стала преим. городской. Произошло нек-рое обновление араб. поэзии, выразившееся в предпочтении громоздкой касыде коротких изящных стихотворений с самостоятельной темой и в "новом стиле" (бадит), осн. признак к-рого состоял в употреблении неведомых ранее образов, тропов и сравнений. Зачинателем "нового стиля" явился поэт и вольнодумец Башшар ибн Бурд (ум. 783). Любовную лирику продолжала в эротико-гедонич. направлении группа поэтов при аббасидском дворе (Мути ибн Ияс, Ва-либа ибн Хубаб, Ибрахим аль-Маусили и его сын Исхак, Дибиль и др.). Среди них выделяется великолепный мастер стиха Абу Нувас (762-815). Новатором выступил Абу-ль-Атахия (ум. 825), к-рый в стихах, проникнутых аскетич. настроениями и рефлексией, сознательно избегал традиц. поэтич. условностей. Постепенно "новый стиль" получил признание и нашёл своего теоретика в лице Ибн алъ-Мутазза (861-908). Но и тогда были поэты, поддерживавшие касыдную традицию, также испытавшую влияние "нового стиля": Марван ибн Аби Хафса (721-97), Муслим ибн аль-Валид (ум. 803) и особенно поэты 9 в. Абу Таммам и аль-Бухтури.

Больших успехов в 8-9 вв. достигла араб. проза, почву для к-рой подготовили записи фольклора, изучение Корана, переводы науч.-художеств. лит-ры с сирийского, среднеперсидского и греч. языков. Зарождавшаяся в то время ист. лит-ра включала предания, легенды и описания отд. событий, а географич. произв. содержали рассказы купцов и путешественников о далёких странах. Художеств. проза обогащалась также эпистолярными и речевыми стилями: в деловой переписке, ораторском иск-ве и проповедях нек-рые авторы достигали большой выразительности и мастерства. Смесь рассказов на разнообразные сюжеты и пёстрого познавательного и дидактич. материала представляют многочисл. сочинения великих араб. прозаиков алъ-Джахиза (767-868) и Ибн Кутайбы (828 - ок. 889), к-рый в "Источниках известий" (10 книг) систематизировал большой лит. материал по тематич. принципу: о власти, о войне, о дружбе и т. п. Это сочинение стало предметом подражаний. В 9 в. появился араб. перевод перс. сб. "Тысяча сказок" ("Хе-зар афсане") - прототипа сб. "Тысяча и одна ночь".

Распад Халифата способствовал децентрализации лит-ры. Важнейшим из местных лит. центров 10 в. стал г. Халеб (Алеппо). Здесь, при дворе Хамданида Сайф ад-Даула, жил поэт-панегирист аль-Мутанабби (915-965). Его хвалебные и сатирич. касыды насыщены сти-листич. украшениями, изысканными метафорами, гиперболами и сравнениями; в отделке стиха он достигал изощрённого мастерства. В 11 в. в Сирии жил поэт и мыслитель Абу-ль-Ала аль-Мааррм (973- 1057). Начав с подражания Мутанабби, он ещё более усовершенствовал технику стиха, введя усложнённые двойные рифмы. Видными прозаиками 10 в. были Абу Хайян ат-Таухиди (ум. 1009) и ат-Танухи (940-994). Рифмованная проза получила распространение в светской лит-ре. Абу Бакр аль-Хорезми (ум. 993) написал в этой форме остроумные "Послания" ("Расаиль"), а Бади аз-Заман аль-Ха-мадани (ум. 1007) создал оригинальный жанр - макаму, к-рую считают высшим достижением араб/ прозы. Макамы Хамадани составили цикл из 50 плутовских новелл, или рассказов о приключениях и перевоплощениях изворотливого бродяги. Макамы проникли в литературу из гор. фольклора. Однако если у Хамадани арабская проза сохранила живость и непосредственность, то у многочисленных его подражателей (в том числе у аль-Харири, 1054-1122) она выродилась в стилизацию.

Особняком стояла араб. лит-pa в Андалусии (араб. Испания), тесно связанной с Магрибом. В 8-10 вв. Андалусия в культурном отношении оставалась провинцией Халифата, нормой для её поэзии являлись образцы, сложившиеся на востоке Халифата. Андалусскую поэзию представляли: утончённый лирик и автор эпич. поэмы о завоевании Испании арабами аль-Газаль (770-864); составитель популярной антологии "Единственное ожерелье" и автор анакреонтич. стихов Ибн Абд Раббихи (860-940); сочинитель ок. 60 касыд Ибн Хани (ум. 972) и др. Однако постепенно в андалусской лирич. поэзии не только появился местный колорит, но и возникли строфич. формы мувашшах (опоясанный) и заджал (мелодия), до тех пор чуждые араб. поэзии. Они родились в простонародной среде в результате взаимодействия культуры арабов,берберов и местного романского населения. Мувашшах, впервые упоминаемый в кон. 10 в., проникнув в лит-ру, распространился и на восток Халифата, а к 13 в. принял застывшие формы, превратившись в предмет формалистич. упражнений. Заджал избежал стилизации и остался излюбленным нар. жанром в мусульм. и христ. Испании, попал в др. араб. страны и, по-видимому, оказал влияние на развитие ранней провансальской поэзии. Сохранился диван крупнейшего представителя этого жанра Ибн Кузмана (ок. 1080-1160). Расцвет андалусской поэзии на лит. араб. яз. приходится на 11 в., когда Кардовский халифат распался на неск. эмиратов. В каждом из них возникли придворные лит. кружки. Всюду преобладала панегирич., эротич. и вакхич. поэзия. Крупным центром стала Севилья с её поэтами-меценатами аль-Мутадидом (1012-1069) и аль-Мутамидом (1040-1095). Последний кончил свою жизнь в Марокко, находясь в плену; его добровольным спутником в заточении был знаменитый поэт-лирик из Сицилии Ибн Хамдис (1055- 1132). В Севилье жил последний крупный араб. поэт Кордовы Ибн Зайдун (1003- 1071). Мн. андалусские поэты 11-13 вв. прославились элегиями на падение арабских династий и городов под ударами Реконкисты (Ибн Абдун, аль-Вакаши, Ибн Хафаджа, Салих ар-Ронди и др.). В прозе выделяются Ибн Хазм, создавший "Ожерелье голубки" - своеобразный трактат о любви, и Ибн Туфайль (ок. 1110-1185), автор филос. романа "Живой, сын бодрствующего".

С сер. 11 в., несмотря на количеств. рост, араб. лит-pa носит печать упадка. В поэзии начинает преобладать мистика, в прозе - дидактика. Для мистич. поэзии характерно сочетание вакхич. и эротич. мотивов с экстатич. обращениями к божеству. Её видными представителями были андалусцы Ибн аль-Араби (1165- 1240), аш-Шуштари (ум. 1269) и египтянин Омар ибн аль-Фарид (1182-1235). Сицилиец Ибн Зафар (ум. 1169) сделал робкие шаги к созданию ист. новеллы. Сирийский эмир Усама ибн Мункыз (1095-1188) написал единственную в ср.-век. араб. лит-ре художеств. автобиографию "Книга назидания". Ибн Арабшах (1392-1450), увезённый Тимуром из Багдада в Самарканд, в своей дидактич. антологии "Приятный плод для халифов" переработал витиеватым слогом сев.-иран. сказки.

С упадком письм. лит-ры, обслуживавшей культурные и эстетич. запросы крупных феодалов и узкого круга образованных людей, наступил расцвет устно-поэтич. творчества. В Египте и Сирии, куда после монг. нашествия (13 в.) окончательно переместился центр араб. лит-ры, распространились жанры мувашшах и зад-жал. Суфийские поэты и даже придворный поэт Бахааддин Зухайр (1187-1258) стремились писать языком, близким к народному, Ибн Даниял (13 в.) в Египте записал лубочные пьесы для теневого театра. Получили распространение в 13- 15 вв. и позднее своеобразные нар. произв. в жанре сира (букв.- "жизнеописания"), т. е. циклы рассказов на героич. и любовные сюжеты, связанные с историческими и вымышленными лицами и событиями. Европ. терминология классифицирует их как рыцарские романы. Эти произв. исполнялись сказителями-актёрами на улицах и площадях. Важнейшие сиры: о поэте-воине 6 в. Антаре и его возлюбленной Абле, о мамлюкском султане Бейбарсе, о переселении племени бану-хилаль в Египет и Сев. Африку, о Зу-ль-Химме. Нек-рые из них начали складываться, по-видимому, очень рано. Нар. память пронесла их через века, а сказители каждого поколения наслаивали новыч; эпизоды и подробности, внося в них анахронизмы и противоречия. В сирах отразились события эпохи крестовых походов (герои обычно совершают подвиги в сражениях против "неверных" - "франков" или "румов"). К тому же типу нар. лит-ры относится сб. сказок "Тысяча иодна ночь", в состав к-рого наряду с фольклорными илит. материалами полностью вошла сира об Омаре ибн ан-Нумане.

Араб. лит-ра 16-18 вв., скованная схоластикой и традиц. рамками, имела ограниченное значение; важна лишь непрерывная рукописная традиция, сохранившая до наших дней многие памятники прошлого.

Архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство. Иск-во араб. стран сложно по своим истокам. На Ю. Аравии они восходят к культурам Сабейского, Минейского и Химьяритского гос-в (1-е тыс. до н. э.- 6 в. н. э.), связанным со Средиземноморьем и Вост. Африкой. Древние традиции прослеживаются в архитектуре башнеобразных домов Хадрамаута и многоэтажных постройках Йемена, фасады к-рых украшены цветным рельефным узором. В Сирии, Месопотамии, Египте и Магрибе стили ср.-век. араб. иск-ва формировались также на местной основе, испытывая нек-рое воздействие иран., визант. и др. культур.

Архитектура. Осн. культовым зданием ислама стала мечеть, где собирались для молитвы последователи пророка. Мечети, состоящие из огороженного двора и колоннады (положившие начало "дворовому", или "колонному", типу мечети), в 1-й пол. 7 в. были созданы в Басре (635), Куфе (638) и Фустате (40-е гг.7 в.). Высокое художеств. решение араб. колонная мечеть получила в Дамаске - столице Омейядов: строители дамасской мечети (нач. 8 в.) великолепно использовали местные эллинистич. и сиро-визант. архит. традиции и украсили здание полихромными мозаиками, изображающими архит. пейзаж. Величественны мечети в Кайруане (Сиди-Окба, 7-9 вв.) и Кордове (8-10 вв.). Колонный тип надолго остался основным в монументальной культовой архитектуре араб. стран (мечети: Ибн Тулуна в Каире, 9 в.; Мутаваккиля в Самарре, 9 в.; Хасана в Рабате и Кутубия в Марракеше, обе 12 в.; Большая мечеть в Алжире, 11 в., и др.) и оказал воздействие на мусульм. зодчество Ирана, Кавказа, Ср. Азии, Индии. В архитектуре получили развитие, также купольные постройки, ранний образец к-рых представляет восьмигранная мечеть Куббат ас-Сахра в Иерусалиме (687-691).8 дальнейшем куполами завершают различные культовые и мемориальные здания, чаще всего увенчивая ими мавзолеи над могилами известных лиц.

При Омейядах велось большое светское строительство: укреплялись города, возводились загородные дворцы и замки халифов (Мшатта, Кусейр-Амра, Каср аль-Хейр аль-Гарби и Каср аль-Хейр аш-Шарки, Хирбет аль-Мафджар), украшенные круглой скульптурой, резьбой,мозаикой и стенными росписями.

При Аббасидах проводились большие градостроительные работы. Багдад, заложенный в 762, подобно Хатре и Ктесифону, был городом, круглым в плане; в центре его размещались дворец и мечеть, а периметр был охвачен двойным кольцом оборонит. стен. В Самарре (столице Халифата в 836-892), вытянувшейся вдоль р. Тигр,преобладала прямолинейная планировка; сохранились руины построенных из кирпича огромных дворцов и домов знати, имевших прямоугольные дворы и сводчатые приёмные залы, стены к-рых были покрыты резным орнаментом и полихромной живописью. Мечети Самарры имели зиккуратообразные минареты.

Особую школу араб. зодчества представляют постройки фатимидского Каира (осн. в 969). Воздвигнутые из камня гор. стены образуют в плане квадрат; сохранилось неск. ворот 11 в., к к-рым вели гл. улицы города. Крепостная архитектура отличалась выразительностью простых монументальных форм. Фати-мидский Каир украшали дворцы, кара-вансараи, бани, лавки, жилые дома, а также здания мечетей, из числа к-рых до нас дошли грандиозные аль-Хаким и аль-Азхар, а также украшенные изящной резьбой по камню аль-Акмар и ас-Салих-Талаи.

С 13 в. до нач. 16 в. зодчество Египта и Сирии было тесно взаимосвязано. Велось большое крепостное строительство: цитадели в Каире, Халебе (Алеппо) и др. В монумент. архитектуре этого времени пространств. начало, доминировавшее на предшествующем этапе (дворовая мечеть), уступило место грандиозным архит. объёмам: над гладью мощных стен и большими порталами с глубокими нишами вздымаются высокие барабаны, несущие купола. Строятся величественные здания четырёхайванного (см. Ливан) типа (известного до этого в Иране): маристан (госпиталь) Калауна (13 в.) и мечеть Хасана (14 в.) в Каире, мечети и медресе (духовные школы) в Дамаске и др. городах Сирии.. Сооружаются мно-гочисл. купольные мавзолеи, подчас образующие живописный ансамбль (Кладбище мамлюков в Каире, 15-16 вв.). Для украшения стен снаружи и в интерьере наряду с резьбой широко применяется инкрустация разноцветным камнем. В Ираке в 15-16 вв. в декоре используются цветная глазурь и позолота (мечети: Мусы аль-Кадима в Багдаде, Хусейна в Кербеле, имама Али в Неджефе).

Высокий расцвет пережила в 10-15 вв. араб. архитектура Магриба и Испании. В крупных городах (Рабате, Марракеше, Фесе и др.) строились касбы - цитадели, укреплённые мощными стенами с воротами и башнями, и медины - торг. и ремесл. кварталы. Большие колонные мечети Магриба с многоярусными, квадратными в плане минаретами отличаются обилием пересекающихся нефов, богатством резной орнаментики (мечети в Тлем-сене, в Таза и др.) и пышно украшены резным деревом, мрамором и мозаикой из разноцветных камней, как и многочисл. медресе 13-14 вв. в Марокко.-В Испании, наряду с мечетью в Кордове, сохранились и др. выдающиеся памятники араб. архитектуры: минарет "Ла Хиральда", воздвигнутый в Севилье зодчим Джебером в 1184-96, ворота в Толедо, дворец Альгамбра в Гранаде - шедевр араб. зодчества и декоративного иск-ва 13-15 вв. Араб. зодчество оказало воздействие на романскую и готич. архитектуру Испании ("стиль мудехар"), Сицилии и др. средиземноморских стран.

Захват араб. стран турками-османами в 16 в. принёс формы османского зодчества, особенно в культовую архитектуру. Но в светской архитектуре продолжали жить и развиваться местные строит. и художеств. традиции.

Декоративно-прикладное и изобразит. иск-во. В араб. искусстве получил яркое воплощение свойственный художеств. мышлению средневековья принцип декоративности, породивший богатейший орнамент, особый в каждой из областей араб. но связанный общими закономерностями развития. Арабеска, восходящая к антич. мотивам,- это созданный арабами новый тип узора, в к-ром математич. строгость построения сочетается со свободной художеств. фантазией. Получил развитие также эпиграфич. орнамент - каллиграфически исполненные надписи, включённые в декоративный узор.

Орнамент и каллиграфия,широко применявшиеся в архит. декоре (резьба по камню, дереву, стуку), характерны и для прикладного иск-ва, достигшего высокого расцвета и особенно полно выразившего декоративную специфику араб. художеств. творчества. Красочным узором украшалась керамика: поливная бытовая посуда в Месопотамии (центры - Ракка, Самарра); расписанные золотистым, разных оттенков люстром сосуды, изготовленные в фатимидском Египте; испано-мавританская люстровая керамика 14-15 вв., оказавшая большое влияние на европ. прикладное иск-во. Мировой известностью пользовались также араб. узорные шёлковые ткани - сирийские, египетские, мавританские; изготовлялись арабами и ворсовые ковры. Тончайшими чеканкой, гравировкой и инкрустацией из серебра и золота украшены художеств. изделия из бронзы (чаши, кувшины, курильницы и др. предметы утвари); особенным мастерством отличаются изделия 12-14 вв. г. Мосула в Ираке и нек-рых ремесл. центров Сирии. Славились сирийское покрытое тончайшей эмалевой росписью стекло и украшенные изысканным резным узором егип. изделия из горного хрусталя, слоновой кости, дорогих пород дерева.

Иск-во в странах ислама развивалось, сложно взаимодействуя с религией. Мечети, а также священная книга Коран украшались геометрия., растительным и эпиграфич. узором. Однако ислам, в отличие от христианства и буддизма, отказался широко использовать изобразит. иск-во в целях пропаганды религ. идей. Более того, в т. н. достоверных хадисах, узаконенных в 9 в., содержится запрещение изображать живые существа и особенно человека. Богословы 11-13 вв. (Газали и др.) эти изображения объявили тягчайшим грехом. Тем не менее, художники на протяжении всего средневековья изображали людей и животных, реальные и мифологич. сцены. В первые века ислама, пока богословие ещё не выработало свои эстетич. каноны, обилие реалистических по трактовке живописных и скульптурных изображений во дворцах Омейядов свидетельствовало о силе домусульман-ских художеств. традиций. В дальнейшем изобразительность в араб. иск-ве объясняется наличием антиклерикаль-

ных по своему существу эстетич. воззрений. Напр., в "Посланиях братьев чистоты" (10 в.) иск-во художников определено "как подражание образам существующих предметов, как искусственных, так и естественных, как людей, так и животных".

Высокий расцвет пережило изобразит. иск-во в Египте 10-12 вв.: изображения людей и жанровые сцены украшали стены зданий г. Фустата, керамич. блюда и вазы (мастер Саад и др.), вплетались в узор резьбы по кости и дереву (панно 11 в. из дворца Фатимидов в Каире и др.), а также льняных и шёлковых тканей; изготовлялись бронз. сосуды в виде фигур животных и птиц. Аналогичные явления имели место в искусстве Сирии и Месопотамии 10-14 вв.: придворные и другие сцены включены в изысканный чеканный с инкрустацией орнамент изделий из бронзы, в узор росписей по стеклу и керамике.

Видное место в истории мирового иск-ва занимает араб. книжная миниатюра. В Египте миниатюра 9-10 вв. (происходящая из Файюма) и 11-12 вв. стилистически связана с коптским иск-вом. В живописи сирийских миниатюр заметно визант. влияние. Большой высоты иск-во книжной миниатюры достигло в Ираке в 12-13 вв. Здесь существовало неск. стилевых направлений. Одно из них (возможно, североиракское) отличается пышными и красочными придворными сценами; другое представлено лаконичными похарактеру иллюстрациями в науч. трактатах (напр., листы из "Фармакологии" Диоскорида, переписанной Абдаллахом ибн Фадлем в 1222, хранящиеся в разных музеях мира). Подлинной гордостью иракской школы миниатюристов являются полные живых наблюдений, переданных выразительным образным языком, звучной по краскам живописью иллюстрации к "Макамам" Харири, дошедшим в неск. рукописях (выделяются миниатюры рукописи 1237, художник Яхья ибн Махмуд из Васита, Парижская нац. б-ка,и рукописи нач. 13 в., принадлежащие Ленингр. отделению Ин-та востоковедения). Новый подъём миниатюра в Ираке пережила в кон. 14 в., когда в Багдаде работал выдающийся художник Джунаид Султани, автор миниатюр рукописи "Хамсе" Хаджу Кермани 1396 (Британский музей, Лондон).

Изобразит. начало было менее развито в иск-ве стран араб. Запада. Однако и здесь создавались декоративная скульптура в виде животных, узоры с мотивами живых существ, а также миниатюра (рукопись "История Байяд и Рийяд", 13 в., Ватиканская библиотека).

Араб. иск-во в целом было ярким, самобытным явлением в истории мировой художеств. культуры эпохи средневековья. Его влияние распространялось на весь мусульм. мир и выходило далеко за его пределы.

Музыка. Араб. музыка сформировалась в результате слияния собственно араб. иск-ва с иск-вом завоёванных стран. Ранний, "бедуинский", период в её развитии характеризуется единством музыки и поэзии. Сохранились сведения о древних араб. профессиональных певцах-поэтах (шаирах), о песенных жанрах - хида (караванные песни), хабаб (песни конников), о музыкальных инструментах - дуфф (маленький квадратный бубен), мизхар (примитивная лютня с кожаной декой), ребаб (род однострунной скрипки).

После завоевания Ирана, части Византии и установления господства над Ср. Азией и Египтом арабы ассимилировали традиции более развитых культур (были восприняты основы греч. муз. теории; под воздействием персидской и визант. мелодики араб. звукоряд расширился до двух октав, на нек-рых араб. ладах и инструментах сказались иран. влияния). Расцвет классич. араб. музыки начинается с кон. 7 в. Она основывается на 7-ступенных ладах, в к-рых наряду с осн. звуками используются промежуточные интервалы - коммы (меньше 1/8целого тона).

Ладовые особенности араб. музыки определили своеобразную манеру пения, при к-рой широко применяется глиссандирование (скольжение от звука к звуку). Для араб. музыки характерна цветистая мелизматика, придающая музыке оригинальный колорит. Классич. араб. музыка преим. вокальная. Наиболее распространённый жанр - вокально-инструментальный ансамбль, в к-ром ведущая роль принадлежит певцу. Крупнейшие певцы периода Омейядов - Ибн Мусаджих, Муслим ибн Мухриз, славились также певица Джамиле и её ученики. В период династии Аббасидов выделяются музыканты Ибрахим аль-Маусили (742- 804) и его сын Исхак аль-Маусили (767- 850)- основатель багдадской школы, а также Мансур Зальзаль. Высокого уровня достигла араб. муз. наука. Среди выдающихся муз. теоретиков ср. веков: аль-Кинди, разработавший и применивший к араб. музыке метафизич. доктрину "гармонии Вселенной" неоплатоников; аль-Исфахани (897-967), автор "Большой книги песен"; Сафи-ад-дин Урмави (около 1230-1294), написавший трактат об акустике и гармонич. связях "Эш-Шарафийя" - выдающийся труд ср.-век. вост. науки о музыке. Важнейшие сведения о музыке Востока содержатся в трудах аль-Фараби-автора " Большого трактата о музыке", Ибн Сины и др. В ср. века араб. музыка оказала воздействие на муз. иск-во Испании, Португалии, на формирование нек-рых европ. муз. инструментов.

Лит.: Бартольд В. В., Соч., т. 6, М., 1966; Крачковский И. Ю., Избр. соч., т. 1-6, М.-Л., 1955-60; Беляев Е. А., Арабы, ислам и арабский халифат в раннее средневековье, 2 изд., М., 1966; Леви-Провансаль Э., Арабская культура в Испании, пер. с франц., М., 1967; Me ц А., Мусульманский Ренессанс, пер. с нем., М., 1966; Kremer A., Culturge-schichte des Orients unter den Chalifen.Bd 1 -2, W., 1875 - 77; Sаrtоn G., Introduction to the history of science, v. 1 - 3, Balt., 1927 - 48; Gibb H. A. R., Studies on the civilization of Islam, Boston, 1962; Grunebaum G. von, Medieval Islam. A study in cultural orientation, 2 ed., Chi., 1961; The legacy of Islam, ed. by T. Arnold and A. Guillaume, Oxf., 1931; Sauvaget J., Introduction a I'histoire de l'Orient Musulman. Elements de bibliographie, P., 1961; Grohmann A., Arabien, Munch., 1963; Юшкевич А. П., История математики в средние века, М., 1961; Kennedy Б. S., A survey of Islamic astronomical tables, Phil., 1956.

Избр. произв. мыслителей стран Ближнего и Среднего Востока 9 -14 вв., М., 1961; История философии, т. 1, М., 1957, с. 222-36; Григорян С. Н., Средневековая философия народов Ближнего и Среднего Востока, М., 1966; Штёкль А., История средневековой философии, [пер. с нем.], М., 1912; Лей Г., Очерк истории средневекового материализма, [пер. с нем.], М., 1962; аль-Фахури X., ад-Дарр аль-халил, Тарих аль-фальсафа аль-арабийя (История арабской философии), т. 1 - 2, Бейрут, 1957 - 58; Мехрин-Мехрдад, Фалсафэ-йе-шарг (Философия Востока), Тегеран, [1959]; Радев Р., Из историята на арабската философия, София, 1966; Мrоzеk A., Srеdniowieczna filozofia arabska, Warsz.. 1967; Ueberweg F., Grundriss der Geschichte der Philosophie, 12 Aufl., Tl 1 - 3, 5, В., 1924-28; Воеr Т. J. d e, The history of philosophy in Islam, L., 1933; Munk S., Melanges de philosophic juive et arabe, nouv. ed., P., 1955; Gruz Hernandez M., Filosofia hispano-musulmana, v. 1 - 2, Madrid, 1957. Гибб X. А. Р., Мусульманская историография (пер. с англ. П. А. Грязневича), в его кн.: Арабская литература, М.,1960, с. 117-55; Historians of the Middle East, ed. by B. Lewis and P. M. Holt, L., 1962; Rosenthal

F., A history of Muslim historiography, 2 ed., Leiden, 1968.

Pозен В. Р., Отрывки из очерка истории арабской литературы, в сб.: Памяти академика В. Р. Розена, М.- Л., 1947; Крымский

А. Е., История арабов и арабской литературы светской и духовной, ч. 1 - 3, М., 1911 - 13; фильштинский И. М., Арабская классическая литература, М., 1965; Гибб X. А. Р., Арабская литература, [пер. с англ.], М., 1960; аль-Фахури X., История арабской литературы, [пер. с араб.], т. 1-2, М., 1959-61; Вrосkеlmann С., Geschichte der arabischen Literatur, 2 Aufl., Bd 1 - 2, Leiden, 1943 - 49; Suppl.-Bd 1 - 3, Leiden, 1937 - 42; Graf G., Geschichte der christlichen arabischen Literatur, Bd 1 - 5, Citta del Vaticano, 1944 - 53; Gonza1ez Palencia A., Historia de la literatura arabigo-espanola, Barcelona, 1928; В1асhereR. Histoire de la litterature arabe des origines a la fin du XVe siecle..., [t. 1-3], P., 1952 - 66; Sezgin F., Geschichte des arabischen Schrifttums, Bd 1, Leiden, 1967.

Веймарн Б., Каптерева Т., Подольский А., Искусство арабских народов, М., 1960; Всеобщая история искусств, т. 2, кн. 2, М., 1961, с. 9-53; Кубе А. П., Испано-мавританская керамика, М.- Л., 1940; Большаков О., Ислам запрещает..., "Наука и религия", 1967, №№5,7; Маrcais G., .[.'architecture musulmane d'Occident, P., 1954; Сreswe11 K. A. C., Early Muslim architecture, pt 1 - 2, Oxf., 1932-40; его же. The Muslim architecture of Egypt, v. 1 - 2, Oxf., 1952 - 60; Lane A., Early Islamic pottery. Mesopotamia, Egypt and Persia, L., 1958; Dimand M. S., A handbook of Mohammadan art, 3 ed., N. Y., 1958; Ettinghausen R., Arabische Malerei, Gen., 1962; Hoag J. D., L'architettura araba, Mil., 1965; Islamic art in Egypt. 969 - 1517, Cairo, 1969.

Кузнецов К. А., Арабская музыка, в сб.: Очерки по истории и теории музыки, [сб.] 2, Л., 1940, с. 265-80; Fаrmеr Н. G., A history of Arabian music to the XVIIIth century..., L., 1929, 2 ed., L., 1967; Er1anger R. d',

La musique arabe, v. 1 - 6, P., 1930 - 59; Кutahia1ian I. O., Ecriture musicale arabe moderne, Marsiglia, 1957. П. А. Грязневич (вводный раздел, историческая наука, география), М. М. Рожанская (естественные и точные науки), А. В. Сагадеев (философия), А. Б. Халидов (литература), Б. В. Веймарн (архитектура и изобразительное искусство). Илл. см. на вклейке, табл. XIV.

АРАБСКАЯ ПОРОДА лошадей, одна из древних верховых пород, выведенная нар. селекцией в 1-м тыс. н. э. на Аравийском п-ове. В ср. века широко ввозилась в Европу, где использовалась преим. для улучшения местных лошадей с целью получения лёгкой кав. лошади. В странах Востока применялась как пользовательная (под седлом). А. п. сыграла значит. роль в создании ценных быстроаллюрных верховых (английская чистокровная и др.) и рысистых (орловский рысак) пород. Арабская лошадь некрупная, выраженного восточного типа. Конституция сухая, ноги крепкие, хорошо поставленные, движения упругие и красивые. Масти: серая, гнедая и рыжая. Высота в холке 150-152 см, косая длина туловища 149-150 см, обхват пясти 18-19 см. Лошади неприхотливы, выносливы в длинных переходах. Резвость лошадей А. п. в СССР: на 1000 м - 1 ммк 8,2 сек, на 1800 м - 2 мин, на 2400 м - 2 мин 41 сек, на 4000 м - 4 мин 42,3 сек. В породе различают 3 типа: хадбан, ко-хейлан, сиглави. Плем. работа с породой направлена на улучшение резвости, совершенствование внутрипородных типов. В СССР арабской породой улучшают местных лошадей гор и предгорий Карпат, Кавказа, Ср. Азии. Осн. племенное х-во - Терский конный з-д Ставропольского края. А. п. разводят также в Индии, Пакистане, ОАР, Турции, Юж. Африке, в европ. странах (Англии, Франции, Испании, Нидерландах, Зап. Германии, Бельгии, Венгрии, Чехословакии), в США и Канаде.

Лит.: Книга о лошади, под ред. С. М. Будённого, т. 1, М., 1952; Государственная племенная книга чистокровных арабских лошадей, т. 1, М., 1965; Руководство по разведению животных, [пер. с нем.], т. 3, кн. 1, М., 1965. В. О. Витт.

АРАБСКИЕ ЗАВОЕВАНИЯ, военные предприятия арабов, начатые пр-вом Медины после подчинения восставших племён Аравийского п-ова (см. Арабских племён восстание 632-633) и создания Халифата. Они завершились завоеванием арабами стран Ближнего и Ср. Востока, Сев. Африки и Юго-Зап. Европы.

А. з. проходили под знаменем ислама. Первый этап А. з.-30-50-е гг. 7 в., при халифах Абу Бекре [632-634], Омаре [634-644], Османе [644-656]. В 633 отряд правительств. войск под команд. Халида ибн аль-Валида совместно с бедуинами Сев.-Вост. Аравии взял г. Хиру (Юж. Ирак). В том же году в Палестину и Сирию вторглись 3 отряда арабских плем. ополчений. Слабое визант. войско было разбито арабами в Вади-Араба, а его остатки уничтожены в февр. 634 у Дасина. Известие о движении визант. войска, сформированного императором Ираклием в Эдессе, вызвало переброску (март 634) отряда Халида из Хиры в окрестности Дамаска. После 6 мес. осады Дамаск в сент. 635 сдался арабам. Однако приближение 50-тысячного визант. войска вынудило арабов очистить занятые ими сирийские города и сосредоточиться у берегов Ярмука. Здесь 20 авг. 636 визант. войско было наголову разбито арабами. Вслед за тем арабы вновь заняли Дамаск и др. города Сирии, а после занятия Иерусалима в 638 и Кесарии в 640 вся Сирия и Палестина оказались под их властью.

В Ираке после взятия Хиры араб. отряды потерпели ряд поражений от иран. войск Сасанидов и были вынуждены очистить б. ч. завоёванной территории. В начале лета 637 арабы, получившие подкрепление, одержали победу над большим иран. войском в битве при Ка-дисии и заняли столицу сасанидского Ирана Ктесифон. В 641 араб. войска взяли Мосул, в 642 у Нехавенда одержали решающую победу над иран. войсками Йездегерда III. После этого сопротивление арабам на терр. Ирана оказывали только отд. области и города. В 651 всятерр. гос-ва Сасанидов (до р. Амударьи) была включена в состав Халифата. В 640 араб. войска вторглись в Армению, правители к-рой в 652 признали зависимость от Халифата; в 654 по договору арабам сдалась столица Вост. Грузии - Тбилиси.

В кон. 639 небольшой араб. отряд под команд. Амра ибн аль-Аса вторгся в Египет. В 640 арабы, число к-рых благодаря прибывшим подкреплениям увеличилось до 10 тыс., после взятия Фарамы, Бильбейса и др. егип. городов осадили Вавилон, гарнизон к-рого сдался в апр. 641. В 642 арабам по договору была сдана Александрия, но в кон. 645 визант. десант с помощью восставших жителей вытеснил арабов из города и летом 646 арабские войска вторично взяли его штурмом. В Сев. Африке араб. конные отряды в кон. 642 и в 643 совершили рейды в Барку и Триполитанию и подчинили местные берберские племена. В 648 арабы захватили Кипр. Военные успехи арабов, намного уступавших своим противникам в вооружении и военной технике, объяснялись, с одной стороны, политическим и военным ослаблением Византии и гос-ва Сасанидов в результате продолжительной войны,к-рую они вели между собой (602-629), а с другой - тем, что жестоко угнетавшееся население Византии и гос-ва Сасанидов не оказывало арабам серьёзного сопротивления; дань, установленная арабами, в нек-рых случаях, по-видимому, была легче прежних налогов.

В сер. 7 в. в А. з. наступил нек-рый перерыв, вызванный религ.-политич. осложнениями в Халифате (борьба за власть между халифом Али и Муавией, завершившаяся воцарением Омейядов; восстания хариджитов), а также необходимостью организации управления огромным гос-вом, созданным в результате 1-го этапа А. з. На 2-м этапе А. з., начавшемся в кон. 7 в., арабы, сделав своим опорным пунктом г. Кайруан (осн. в 670), завоевали Сев. Африку, к 709 дошли до Танжера и берегов Атлантич. ок. В 711 войска арабов и берберов во главе с Тариком высадились на Пиренейском п-ове. Разгромив вестготов 19 июля 711 (у оз. Ханда) и одержав победу у Эсихи, араб. войска взяли Кордову, Толедо и др. города. Войско прибывшего в 712 из Сев. Африки Мусы ибн Нусайра заняло Медину-Сидонию, Кармону, Севилью и Мериду. К 718 Пиренейский п-ов, за исключением небольшой части на севере, перешёл в руки арабов. В 720 арабы вторглись в Галлию, заняли Септиманию и Нарбонн. Дальнейшее их продвижение в Европу было остановлено после разгрома араб. войск франкской конницей и пехотой Карла Мартелла близ Пуатъе 4 окт. 732, а затем - взятия Пипином Коротким Нарбонна и Септимании в 759. На Востоке арабы в 711-713 завоевали иран. пров. Мекран (временно отпавшую от Халифата во время междоусобиц), Синд, область по ниж. Инду, и г. Мултан; в 706-712 - Согд и Хорезм. В 1-й четв. 8 в., сломив упорное сопротивление местных крест. ополчений и уничтожив командный слой феодалов, арабы завоевали Закавказье. В 1-й пол. 9 в. они заняли Крит, Мальту, Сицилию. Со 2-й пол. 9 в. А. з. в основном прекратились.

Результатом А. з. была арабизация ряда завоёванных стран. Язык, религия, мн. элементы материальной и духовной культуры арабов оказали большое влияние на народы завоёванных стран. В своюочередь арабы восприняли мн. элементы культуры завоёванных народов. Сложилась своеобразная арабская культура. В дальнейшем на значит. части завоёванных терр. возник ряд араб. гос-в.

В Ср. Азии, Иране, Закавказье, на Пиренейском п-ове араб. господство было ликвидировано в результате освободит. борьбы народов этих стран.

Лит.: Медников Н. А., Палестина от завоевания ее арабами до крестовых походов, т. 1, СПБ, 1903; Беляев Е. А., Арабы, ислам и арабский халифат в раннее средневековье, 2 изд., М., 1966; Буниятов 3., Азербайджан в VII -IX вв., Баку, 1965; История стран Азии и Африки в средние века, М., 1968, с. 97 -123; Wе11hausеr. J., Das arabische Reich und sein Sturz, В., 1902; Hitty Ph. K., History of the Arabs, 8 ed.,N. Y., 1964; Харбутли Али Хусни, аяь-Араб фи Урубба (Арабы в Европе), [Каир], 1965.

Е. А. Беляев.

АРАБСКИЕ ЦИФРЫ, традиционное назв. десяти математич. знаков: О, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, с помощью к-рых по десятичной системе счисления записываются любые числа. Эти цифры возникли в Индии (не позднее 5 в.), в Европе стали известны в 10-13 вв. по араб. сочинениям (отсюда название).

АРАБСКИЙ ЛЕГИОН, армейские части Трансиордании (с 1950 - Иордании) в 1921-56, созданные англ. мандатными властями. А.л. содержался на англ. субсидии. С 1921 по 1956 вырос со 100 чел. до 23 тыс. Фактич. главнокомандующими А. л. были англ. офицеры (1921-39 Пик, 1939-56 ген. Дж. Б. Глабб). А. л. участвовал в подавлении антиангл. восстания в Ираке в 1941, в арабо-израильской войне 1948-49. Использовался для подавления нац.-освободит. движения в Иордании. После изгнания из Иордании (в период подъёма освободит. борьбы) Глабба (2 марта 1956) из А. л. были уволены англичане, командование передано в руки офицеров-иорданцев, А. л. был переименован (июль 1956) в Арабскую армию Иордании.

Лит.: G1ubb J. В., The story of the Arab legion, L., 1948; его же, A soldier with the Arabs, L., 1957; Lias G., Glubb's legion, L., 1956.

АРАБСКИЙ СОЦИАЛИСТИЧЕСКИЙ СОЮЗ (АСС) (Аль-Иттихад аль-иштираки аль-араби), массовая политич. орг-ция в Объединённой Арабской Республике, объединяющая крестьян, рабочих, интеллигенцию, представителей нац. капитала. Решение о создании АСС было принято на Нац. конгрессе народных сил в 1962. Первичные орг-ции АСС были созданы в мае 1963 (1963 считается годом основания АСС). Политич. программа АСС - Хартия нац. действий (принята 30 июня 1962) провозглашает отказ от капиталистич. пути развития, ставит целью ОАР "строительство социализма с учётом конкретных условий в стране". Новый устав АСС (принят в мае 1968; первый устав был обнародован в дек. 1962) определяет задачи АСС: "осуществление социалистической революции, ликвидация последствий господства капитализма и феодализма, борьба против иностранного влияния и свергнутой реакции". Высший орган АСС - Всеобщий нац. конгресс (1-я сессия состоялась в сент. 1968) со сроком полномочий на 6 лет. Высшим органом АСС в период между сессиями конгресса является ЦК АСС. По новому уставу в орг-циях АСС вводится принцип демократического централизма. Численность АСС прибл.6,5 млн. чел. (1970). Пред. АСС-Гамаль Абдель Насер. Офиц. орган - газ. "Аль-Гумхурия" ("Республика"); изд.также газ. "Аль-Иштираки" ("Социалист") (с 1965).

АРАБСКИЙ ЯЗЫК, язык арабов в странах Зап. Азии и Сев. Африки. Принадлежит к семитской ветви семито-хамитской семьи языков. Число говорящих на А. я. ок. 96 млн. чел. (1967, оценка). А. я. возник на базе древне-североараб. языка (Сев. и Центр. Аравия и Сирийская пустыня), известного в надписях с 5 в. до н. э. Диалекты древнейших надписей (тамудский, лихьянитский, сафаитский) существенно отличны от того др.-араб. диалекта, к-рый лежит в основе классич. и совр. А. я. (известен в надписях лишь с 4 в. н. э.). Ещё в доисламскую эпоху на этом диалекте сложилась развитая устная поэзия и выработалась норма устно-лит. койне. В языке Корана (7 в.) сочетаются нормы койне с нормами говора Мекки (родного для Мухаммеда). На базе этого сочетания норм сложился классический литературный А. я.- язык богатой художеств., науч. и религ. лит-ры ср.-век. мусульм. Востока. Этот классич. А. я. доныне остаётся лит. языком арабов, сохранив древнюю морфологию и подвергшись относительно небольшим лексич. изменениям. Совр. разговорный А. я. распадается на далёкие и в фонетике и в лексике диалекты. Обычно различают диалекты: египетский, суданский, сирийский (у арабов Сирии, Ливана, Иордании и Израиля), иракский, многочисл. архаичные Аравийского п-ова, Магриба, а также хасания (Мавритания), шоа (Нигерия, Камерун, Нигер). Внутри названных геогр. р-нов наблюдаются существенные различия между городскими и сельскими (особенно бедуинскими) говорами. Араб. диалектом по происхождению является мальтийский язык.

В классич. А. я. 3 кратких и 3 долгих гласных a, i, u, 2 дифтонга, богатый консонантизм, включающий эмфатические (веляризованные и, возможно, фарин-гализованные) согласные t, k, 5 и др., межзубные фрикативы, ларингальные ',h, фарингалы ',h, увулярные фрикативыу, h и т. д. Аффрикаты в А. я. первоначально отсутствовали, но позже во многих диалектах (в т. ч. в классич. лит. языке) g перешёл в аффрикат g ("дж"). Среди важнейших фонетических изменений в диалектах - утрата конечных кратких гласных (повлёкшая за собой ряд морфологических изменений), появление новых гласных.

В словоизменении большую роль играет, наряду с аффиксацией, внутр. флексия (чередование гласных, удвоение согласных). Носителем лексического значения обычно являются 3 (реже 4 или 2) согласных корня, гласные же (и геминация согласных) вместе с аффиксами служат для выражения словообразовательных и нек-рых грамматич. значений. В классич. А. я. имя имеет 2 рода, 3 числа (различаемых суффиксами либо внутр. флексией), 3 падежа (оформляемых окончаниями),3 состояния: определённое (с препозитивным определённым артиклем), неопределённое (с особым окончанием) и сопряжённое (форма имени, имеющего генитивное определение). Имя имеет и лично-притяжательные формы: kitabi - "моя книга", kitabuhu - "его книга" и т. д. В глаголе посредством внутр. формы различаются породы (со значением каузатива, рефлексива, конатива, интенсива и пр.), 2 вида (имперфект, выражающий процесс в его протекании, и перфект, описывающий процесс как целое); посредством суффиксов выражаются наклонения, лицо, число и род объекта, посредством суффиксов либо префиксов - лицо, число и род субъекта. В совр. диалектах морфология классич. А. я. сохранилась с нек-рыми изменениями: утрачены падежи, окончание неопределённого состояния, нек-рые наклонения, появились новые временные формы (из аналитич. конструкций). Словообразование осуществляется либо с помощью внутр. флексии, либо сочетанием аффикса (префикса, суффикса, инфикса) с внутр. флексией, гораздо реже - посредством одних суффиксов. Словосложение практически отсутствует. С 6 в. н. э. арабы пользуются арабским письмом, возникшим из набатейского варианта арамейского письма.

Лит.: Гранде Б. М., Курс арабской грамматики в сравнительно-историческом освещении, М., 1963; Завадовский Ю. Н., Арабские диалекты Магриба, М., 1962; Шарбатов Г. Ш., Современный арабский язык, М., 1961; ЮшмановН.В., Грамматика литературного арабского языка, Л., 1928; Brocketmann К., Arabische Grammatik, Lpz., I960; Сantineau J., Cours de phonetique arabe, P., 1960; Landberg C. de, La langue arabe et ses dialectes, Leiden, 1905; Вiberstein-K azimirski A. de, Dictionnаire arabe-francais, P., 1860; Lane E. W., Arabic-English lexicon, book 1, p. 1 - 8, L., 1863-93.

АРАБСКИХ ПЛЕМЁН ВОССТАНИЕ 632-633, т. н. ар-ридда ("отпадение", "вероотступничество"), восстание племён Аравийского п-ова против ислама и мединского пр-ва, происшедшее после смерти Мухаммеда. В результате восстания почти вся Аравия вышла из-под контроля правительства. Наибольшую опасность для Халифата представляло восстание в Йемаме под предводительством ханифа (см. Ханифизм) Мусейлимы, объявившего себя пророком. Подавление А. п. в. в 633 ознаменовало окончат. победу ислама в Аравии и позволило халифу Абу Бекру [632-634] начать завоевания за её пределами (см. Арабские завоевания).

Лит.: Бартольд В. В., Мусейлима, Соч., т. 6. М., 1966; Беляев Е.А., Арабы, ислам и арабский халифат..., 2 изд., М., 1966; Саеtani L., Annali dell'lslam, v. 2, Milano, 1907, p. 553-831. Л. И. Надиродзе.

АРАБСКОЕ ПИСЬМО, система письма, применяемая арабами, а также мусульм. народами (народы Ирана, Афганистана, Пакистана, уйгуры Синьцзяна и пр.). А. п. пользовались до 1929 в Турции - турки; до кон. 20 - нач. 30-х гг. нек-рые народы СССР (Ср. Азии, Азербайджана, Дагестана и др.). Возникло А. п. на основе арамейского письма; древнейшие памятники-Намаррская надпись 328,Зебедская 512, и др. Распространение А. п. было связано с арабскими завоеваниями и распространением ислама. В современном арабском алфавите 28 букв (у других народов, применяющих А. п., есть свои дополнит. буквы); буквы имеют от 2 до 4 форм, применяемых в зависимости от того, пишется ли буква изолированно, в начале, в середине или в конце слова. В основном А. п. состоит из согласных. Долгие гласные обозначаются посредством букв "вав" (w), "йа" (j) и "алиф" ('). Краткие гласные, обычно на письме не отмечаемые, могут передаваться особыми
надстрочными и подстрочными знаками. Направление письма идёт справа налево.

АРАБЫ (самоназвание-аль - араб), группа народов, населяющих араб. страны Зап. Азии и Сев. Африки. А. составляют большинство населения Сирии, Ливана, Ирака, Иордании, Саудовской Аравии, Йемена, Народной Республики Южного Йемена, Омана и Маската, Договорного Омана, Бахрейна, Катара, ОАР, Ливии, Туниса, Алжира, Марокко, Мавритании, Судана. Кроме того, А. живут в Иране, Турции, Афганистане, Израиле, Индонезии, Эфиопии, Сомали, Республике Чад, Танзании и др. странах Вост. Африки. Значит. группы А.-эмигрантов живут в странах Сев. и Юж. Америки, во Франции и др. Общая численность А., включая живущих вне араб. стран, ок. 96 млн. чел. (1967, оценка), в т. ч. в Азии - ок. 32 млн. и в Африке - ок. 63 млн. чел. А. говорят на арабском языке. По религии большинство А.- мусульмане-сунниты. Часть А. принадлежит к др. направлениям ислама [шииты в Ираке, Йемене, Сирии, Ливане; друзы в Сирии и Ливане; абадиты (ибадиты) в Сев. Африке], а также к различным направлениям христианства (копты в ОАР, марониты, православные, униаты и др. в Сирии, Ливане, Иордании).

Предполагается, что древние семитские племена, из которых впоследствии сложился др.-араб. народ, уже во 2-м тыс. до н. э. занимали территорию Аравийского п-ова. В 1-м тыс. до н. э. возникли первые араб. гос. образования: Пальмира (Тадмор), Набатея и Лихьян - на сев. границе Аравии. К 5-6 вв. н. э. относится образование араб. гос-в Гассан и Лахм (Сев. Аравия), Кинда (Центр. Аравия). Шёл процесс складывания единого араб. народа. В это время араб. общество находилось на стадии разложения племенного строя, а у оседлых племён начался процесс классообразования. Однако старые патриархально-родовые отношения и племенные связи сохранялись ещё очень долго, а у кочевого и полуоседлого населения -вплоть до нашего времени (в т. ч. и такие институты, как кровная месть, авункулат, ортокузенный брак и др.). К 5-6 вв. араб. племена составляли б. ч. населения Аравийского п-ова. Проникновение А. в соседние страны особенно усилилось с 1-й пол. 7 в., когда возник ислам и начались арабские завоевания, в результате к-рых был создан обширный Араб. халифат, простиравшийся от Индии до Атлантич. ок. и от Ср. Азии до Центр. Африки. Завоевание оставило глубокий след в этнич. истории многих стран и народов и особенно Сев. Африки, где население, говорившее на близких арабскому семито-хамитских языках, восприняв язык, религию (ислам) и многие элементы материальной и духовной культуры А., было сравнительно быстро арабизировано; вместе с тем и А. восприняли многое из культуры покорённых народов. Сложилась своеобразная арабская культура, оказавшая большое влияние на мировую культуру. Созданный силой оружия Араб. халифат к 10 в. распался на отдельные части в результате освободит. борьбы завоёванных народов и роста феод. сепаратизма. В 16 в. араб. страны Передней Азии (кроме значит. части Аравийского п-ова) и Сев. Африки (за исключением Марокко) вошли в состав Османской империи (см, Турция). Начиная с 19 в. араб. земли подвергались систематич. ограблению и захвату колониальными гос-вами: Великобританией, Францией, Италией, Испанией (часть терр. Марокко была захвачена Португалией ещё в 15-16 вв.). Но нац.-освободит. борьба А. против колонизаторов никогда не прекращалась. В кон. 19 - начале 20 вв. она особенно усилилась. В 40-60-х гг. 20 в. мощный подъём нац.-освободит. антиимпериалистич. движения завершился для большинства араб. стран завоеванием гос. независимости.

Подавляющее большинство А. ведёт оседлый образ жизни, причём значит. их часть живёт в деревнях (феллахи), занимаясь земледелием и садоводством. В городах большинства араб. стран сложились нац. буржуазия, рабочий класс и интеллигенция; среди городского араб. населения имеется значит. прослойка ремесленников. Часть А. сохраняет полукочевое х-во, совмещая земледелие с отгонным скотоводством (овцы и козы). Есть и чисто кочевые А., занимающиеся преим. верблюдоводством (бедуины). В прошлом важнейшей статьёй дохода кочевников было обслуживание караванных путей. В хозяйстве, материальной и духовной культуре А. разных стран имеются существенные различия. Земледелие у А., как правило, ирригационное. В качестве тягловой силы используются верблюды, ослы, лошади, реже буйволы (Юж. Ирак) или зебу (Вост. Аравия, Хиджаз). В ряде араб. стран (Сирия, Ирак, ОАР, Алжир, Тунис, Марокко и др.) внедряется совр. с.-х. техника. Типы традиц. домов в различных областях и странах разнообразны: распространены дома средиземномор. типа (замкнутый комплекс помещений вокруг внутреннего дворика); в Юж. Аравии - башнеобразные дома в неск. этажей; у крестьянской бедноты преобладают однокамерные постройки с внешним двором; встречаются, особенно в Юж. Ираке, пальмовые и тростниковые хижины. Кочевое и полукочевое население сохраняет четырёхугольные палатки, сшитые из широких полос шерстяной ткани, а теперь нередко и брезента. В городах европ. одежда всё более вытесняет традиц. белую рубаху, шерстяной плащ и головной платок, почти одинаковые у мужчин и женщин. Женщины носят много металлических и стеклянных украшений - перстни, ожерелья, ушные, иногда и носовые кольца и др. В Центр. Аравии и частично в Сев. Африке девушки татуируют синей краской лоб и подбородок, а иногда также щёки, губы, грудь, ступни ног. В пище, в зависимости от местности, преобладают ячменный или пшеничный хлеб, пшеничная, просяная, кукурузная или рисовая каша, финики, фасоль, чечевица, горох, у скотоводов - и молочные продукты. Развитие пром-сти в арабских странах, оседание кочевников, рост числа с.-х. и городских рабочих - всё это наносит сокрушит. удар по пережиткам родо-плем. и феод. отношений. В ряде араб. стран (ОАР, Алжир, Сирия) в 60-х гг. 20 в. осуществлены важные социально-экономич. преобразования антикапита-листич. характера. Развивается движение за единство арабских народов в борьбе против империализма, за социальный прогресс. (Об истории, хозяйстве, культуре народов отдельных арабских стран см. в статьях о соответствующих странах.)

Лит.: Беляев Е. А., Арабы, ислам и Арабский халифат в раннее средневековье, М., 1965; Дьяконов И. М., Народы древней Передней Азии, в кн.: Переднеазиатский этнографический сб., т. 1, М., 1958; Крачковский И. Ю-, Исторический роман в современной арабской литературе, Избр. соч., т. 3, М. -Л., 1956; Луцкий В. Б., Проблема арабского единства, "Советская этнография", 1957, .N° 1; Народы Африки, М., 1954; Народы Передней Азии, М., 1957; Першиц А. И., Хозяйство и общественно-политический строй Северной Аравии в XIX - первой трети XX в., М. 1961; Тахир Абд-аль-Джалиль Аль-баду ва ль-ашаир фи ль-биляд аль-арабия

(Бедуины и племена в арабских стра нах), Каир, 1955; al'-Arab, в кн.: Еnсусlopedie de 1'Islam, v. 1, P., I960.

Я. С. Луцкая.

АРАБЫ СРЕДНЕАЗИАТСКИЕ, народ в Ср. Азии. Живут небольшими группами (осн. масса - вБухарской иСамаркандской обл. Узб. ССР) среди узб., тадж. итуркм. населения, постепенно сливаясь с ним. Числ. 8 тыс. чел. (по переписи 1959). Говорят на диалектах араб. языка (св. 34%), а также на узб., тадж., туркм. языках. Лингвистич. и антропо-логич. данные позволяют предположить, что А. с. являются потомками выходцев из Месопотамии и Центр. Аравии, переселившихся в разное время в Сев. Афганистан, а оттуда - на правобережье Амударьи. А. с. близки по культуре, занятиям и быту к узб. и тадж. населению,но у них сохраняются нек-рые черты их древней культуры. Верующие А. с.- мусульмане-сунниты.

Лит.: Народы Средней Азии и Казахстана, т. 2, М., 1963 (библ., с. 706).

АРАВАКИ, ароваки, аруаки, группа индейских племён Юж. Америки, объединяемых по лингвистич. признаку. Аравакская семья языков - одна из крупных языковых групп Юж. Америки (см. Аравакские языки). Названа по одному из племён, с к-рым европейцы столкнулись вскоре после завоевания. В то время А. жили от Чако и истоков р. Шингу до Вест-Индских о-вов и от устья р. Амазонки до вост. склонов Анд. Из сев.-вост. части материка и с М. Антильских островов к кон. 15 в. А. были вытеснены Карибскими племенами. А. Больших Антильских островов были истреблены испанцами. В наст. время живут гл. обр. на 3. Венесуэлы,в вост. обл. Колумбии и Перу, граничащих с Бразилией, в Зап. Бразилии и на побережье Гвианы. Численность их точно не установлена. Большинство А.- оседлые земледельцы. В труднодоступных лесных р-нах А. сохранили родовой строй и религ. представления, связанные с верой в духов.

Лит.: Народы Америки, т. 2, М., 1959. Э. В. Зиберт.

АРАВАКСКИЕ ЯЗЫКИ, одна из наиболее крупных семей индейских языков, распространённая на севере Юж. Америки (в бассейнах pp. Ориноко, Рио-Негро и Амазонки), на о-вах Вест-Индии и на юге Флориды. Насчитывает до 40 А. я., образующих, по разным классификациям, 4 или 8 крупных подгрупп. Наиболее известные языки: локоно (собств. аравакский), гоахиро, островной кариб-ский, майпуре, ачагуа, ипурина, тайно, пиро, мохо, пареси. Фонологич. система А. я. относится к т. н. атлантическому типу: при развитом вокализме (6-7 фонем) она бедна консонантизмом (обычно 12-14 фонем). Их морфологич. структура характеризуется агглютинативным строем с нек-рыми тенденциями к полисинтетизму. При преобладании суффиксации большую роль играет и префиксация (притяжательная в имени, субъектная в глаголе, превербы и т. п.). Имеются как предлоги, так и послелоги. Местоименное подлежащее нередко следует за глаголом, а указательное местоимение - за определяемым. Лексич. расхождения по языкам существенны. Система словообразования развита.

Лит.: Alden Mason J., The languages of South American Indians, в кн.: Handbook of South American Indians, v. 6, Wash., 1950; Kings ley Noble G., Proto-Arawakan and its descendants, The Hague, 1965. Г. А. Климов.

АРАВИЙСКАЯ КОТЛОВИНА, понижение дна на С.-З. Индийского ок. Ограничена подводными склонами хребтов Аравийско-Индийского, Марри, Мальдивского и материковым склоном п-ова Индостан. Дл.