загляните на купон-скидку или справочники: окна kbe, окна veka, окна rehau, остекление балкона, остекление лоджии, изготовление окон, монтаж окон, остекление, производство окон, металлопластиковые окна, окна пвх, пластиковые окна, установка окон, стеклопакеты и евроокна.



ВСЁ О СТРОИТЕЛЬСТВЕ, ЖЕЛЕЗОБЕТОНЕ, БЕТОНЕ, АРХИТЕКТУРЕ И НЕ ТОЛЬКО...:
ОПРЕДЕЛЕНИЯ:

АСФАЛЬТИРОВАНИЕ, устройство асфальтобетонных покрытий на автомобильных дорогах, улицах, аэродромах и т. п. путём укладки и уплотнения асфальтобетонной смеси по предварительно подготовленному основанию. В зависимости от назначения покрытия асфальтобетонную смесь (асфальтобетон) укладывают в один или два слоя на основание из щебня, гравия (нежёсткое основание) или бетона (жёсткое основание). Нижний слой толщиной 4-5 см устраивают из крупно- или среднезерни-стой смеси с остаточной пористостью 5-10% ; верхний слой толщиной 3-4 см-из средне- или мелкозернистой смеси (остаточная пористость 3-5%). При тяжёлых нагрузках и интенсивном движении транспорта покрытия устраивают 3-4-слойными общей толщиной 12-15 см. АСФАЛЬТИРОВАНИЕ начинается с очистки основания от пыли и грязи механич. дорожными щётками и поливомоечными машинами, исправления неровностей основания, обработки его поверхности жидким битумом или битумной эмульсией. Асфальтобетонная смесь приготовляется в асфальтобетоно-смесителях на стационарных или полустационарных заводах (установках), доставляется на место автомобилями-самосвалами и загружается в приёмный бункер асфалътобетоноукладчика, к-рый укладывает, разравнивает и предварительно уплотняет смесь. Окончат. уплотнение осуществляется катками дорожными. .


КОММУНАЛЬНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО, отрасль строительства, занятая сооружением объектов, связанных с обслуживанием жителей городов, посёлков городского типа, районных сельских центров и населённых пунктов сельской местности. В числе этих объектов: системы водоснабжения и канализации с очистными сооружениями и сетями; сооружения городского электрического транспорта с путевым, энергетическим хозяйством, депо и ремонтными предприятиями; сети газоснабжения и теплоснабжения с распределительными пунктами, районными и квартальными котельными; электрические сети и устройства напряжением ниже 35 кв; гостиницы; городские гидротехнические сооружения; объекты внешнего благоустройства населённых мест, озеленения, дороги, мосты, путепроводы, ливнестоки; предприятия санитарной очистки, мусороперерабатывающие и др. Планомерное развитие КОММУНАЛЬНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА в СССР началось ещё в 1-й пятилетке и осуществлялось нарастающими темпами до начала Великой Отечеств, войны 1941-45. В годы 4-й пятилетки (1946-50) проводились работы по восстановлению объектов коммунального назначения, разрушенных во время нем.-фаш. оккупации. В последующие годы КОММУНАЛЬНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО велось высокими темпами в связи с бурным развитием промышленности, культуры, увеличением численности городов и посёлков городского типа .
ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО, теория и практика планировки и застройки городов (см. Город). ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО определяют социальный строй, уровень развития производственных сил, науки и культуры, природно-климатичие условия и национальные особенности страны. ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО охватывает сложный комплекс социально-экономических, строительно-технических, архитектурно-художественных, а также санитарно-гигиенических проблем. Общим для ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО досоциалистических формаций является большее или меньшее влияние на него частной собственности на землю и недвижимое имущество..
ЗЕЛЁНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО, составная часть современного градостроительства. Городские парки, сады, скверы, бульвары, загородные парки (лесопарки, лугопарки, гидропарки, исторические, этнографические, мемориальные), национальные парки, народные парки, тесно связанные с планировочной структурой города, являются необходимым элементом общегородского ландшафта. Они способствуют образованию благоприятной в санитарно-гигиеническом отношении среды, частично определяют функциональную организацию городских территорий, служат местами массового отдыха трудящихся и содействуют художественной выразительности архитектурых ансамблей. При разработке проектов садов и парков учитывают динамику роста деревьев, состояние и расцветку их крон в зависимости от времени года.

Главная страница
Поиск по сайту
Оглавление страниц

Объяснение слов: словарь, справочник, информация. Строительство, экономика, промышленность - все сферы жизни: от А до Г, от Г до П и от П до Я

ика А.: фаза развития растений в момент А., площадь (в га) для отбора снопа, число стеблей в снопе. При анализе снопа (образца) определяют: сортовую чистоту или типичность (в % ), засорённость трудноотделимыми растениями, карантинными сорняками, поражение болезнями и повреждение вредителями. Результаты анализа отражают в акте А. по каждому снопу (образцу). Полевой А. ежегодно подлежат все сортовые семенные посевы колхозов и совхозов, н.-и. учреждений, учебно-опытных хозяйств, семеноводческих и элитносеменоводческих хозяйств, посевы дефицитных и перспективных сортов, а также общие сортовые посевы колхозов и совхозов, необходимые для выполнения гос. плана загоговок сортовых семян (на наиболее урожайных участках). Остальные сортовые посевы зерновых и масличных культур и гибридной кукурузы подлежат регистрации на основании сортовых документов и осмотра посевов на корню (без отбора снопов или образцов). Семена с апробированных посевов сопровождают сортовым удостоверением, составленным на основании акта А.

Лит.: Руководство по апробации сельскохозяйственных культур, М., 1966; Инструкция по проведению апробации сортовых посевов, М., 1968. А. В.Пухальский

АПРОБАЦИЯ ПОРОДЫ животных, утверждение породы Коллегией Мин-ва с. х-ва СССР. Оценку группы животных, представляемой для апробации в качестве породы, проводит комиссия экспертов,назначаемая приказом по Мин-ву с. х-ва СССР. На основании материалов работы комиссии Коллегия принимает решение и издаёт приказ об утверждении породы.

АПРОШ (франц. approche), пробел между буквами и словами в типографском наборе. См. Набор.

АПРОШИ (франц. approches), в воен.-инж. деле - глубокие, узкие извилистые рвы, расположенные между параллелями (траншеями). Создавались при атаке крепости для укрытого и безопасного сообщения между траншеями. В совр. фортификации термин "А." заменён термином ходы сообщения.

АПСИДА, абсида (от греч. hapsis, род. падеж hapsidos - свод), выступ здания, полукруглый, гранёный или прямоугольный в плане, перекрытый полукуполом или сомкнутым полусводом. Впервые А. появились в др.-рим. базиликах. В христианских храмах А.- алтарный выступ, ориентированный обычно на восток.

АПСИЛЫ, абсилы, одно из древних племён, проживавших на терр. совр. Абхазии и сыгравших решающую роль в образовании абх. народности. Впервые А. упоминаются в соч. Плиния Младшего в 1 в. н. э. Со 2-й пол. 8 в. А. в документах не упоминаются.

АПСИШУ ЕКАБС (псевдоним; наст. фамилия и имя Яунземис Янис Андреевич) (8.12.1858, волость Лизума,- 10.6.1929, Рига), латышский писатель. Был учителем. В своих рассказах реалистически рисовал деревенских богачей ("Богатая родня", 1886), несправедливость и продажность судей ("В волостном суде", 1885), горемычную жизнь бедняков ("Из народной картинной галереи", 1889-91). Однако выход А. Е. искал в христ. смирении, в религ.-нравств. воспитании.

Соч.: Kopoti raksti, sej. 1-4, Riga, 1924 - 25; Izlase, Riga, 1952; в рус. пер.- Избранное, Рига, 1954.

Лит.: Latviesu literatures darbnieki, Riga, 1965.

"АПСНЫ КАПШ" ("Красная Абхазия"), газета на абхазском языке, орган Абх. обкома КП Грузии, Верх. Совета и Совета Министров Абх. АССР. Издаётся в Сухуми с 27 февр. 1919, первоначально под назв. "Апсны", а с 20 апр. 1921 переименована в "А. к.". Выходит 5 раз в неделю, тираж 13,8 тыс. экз. (1970).

АПТЕ Хари Нараян (8.3.1864, Берар,- 3.3.1919, Пуна), индийский писатель, просветитель. Писал на маратхи. Род. в семье мелкого служащего. А.- зачинатель совр. художеств. прозы, заложивший основы критич. реализма в маратх. лит-ре. С 1890 по 1918 издавал журн. "Карамнук" ("Развлечение"), где напечатаны почти все его романы и статьи. Автор 21 романа, 11 из них - на темы нац. истории. Остальные составили серию "Современные истории": "Но кому до этого дело?" (1890-93), "Я" (1893-95), "Йашвантрао Кхаре" (1892-95). Положит. идеал А. воплощён в образах представителей передовой интеллигенции. В историч. романах пропаганду героич. прошлого А. связывал с необходимостью воспитания соотечественников в духе патриотизма и нац. гордости ("Тигр Майсура", 1890-91; "Заря", 1895-97; "Взяли крепость - потеряли льва", 1903; "Чандрагупта", 1902-04). А. испытал влияние В. Скотта.

Соч.: Миват пахин, Пуна, 1950; в рус. пер.- Не делай из мухи слона, в кн.: Рассказы индийских писателей, т. 2, М., 1959.

Лит,: История индийских литератур, М., 1964; Дешпанде А. Н., Адхуник маратхи вангмайаца итихас, т. 1, Пуна, 1954; Дешпанде К., Маратхи кадамбари, Бомбей, 1953. В. К. Ламшуков.

АПТЕКА (от греч. apotheke - склад, кладовая), учреждение для приготовления, хранения и отпуска лекарств и других мед. товаров. Существуют сведения о лабораториях для приготовления лекарств в странах древнего мира (Китай, Египет, Рим). Как регламентированное гос-вом учреждение А. возникла в 8 в. в Багдаде. Для А. того периода характерно наличие при них лабораторий, где готовили и синтезировали сравнительно сложные лекарства. Лишь в 19-20 вв. развитие фармацевтич. пром-сти привело к тому, что лаборатории при А. утратили своё значение.

О времени основания А. в России нет достоверных сведений. Открытие первой регламентированной гос-вом царской А. относится к 1581. В 16-17 вв. высшим гос. органом по мед. и аптечному делу был Аптекарский приказ. В 1701 Пётр I издал указ об организации в Москве частных А. В кон. 18 в. в России насчитывалось ок. 100 А. Их деятельность регламентировалась Аптекарским уставом (1789). С возникновением земских учреждений стали создаваться земские А. К 1914 в России было 4791 А., в т. ч. ок. 200 земских. После Великой Окт. революции СНК издал декрет (28 дек. 1918) о национализации А., к-рые были переданы в ведение Наркомздрава.

Общее руководство А. осуществляет Гл. аптечное управление Мин-ва здравоохранения СССР через аптечные управления областей (краёв) и республик. На 1 янв. 1970 в СССР было св. 20 000 А. (в т. ч. городские, центральные, районные в сельской местности, межбольничные), состоявших на хозяйственном расчёте. Кроме того, имелось свыше 3000 больничных А., состоявших на государственном бюджете, и А. отдельных ведомств.

Для приготовления лекарств в А. выделяются спец. помещения и оборудование. Все лекарства, отпускаемые из А., подвергаются контролю. Приготовление и отпуск лекарств, их контроль и хранение осуществляют согласно Гос. фармакопее СССР лица со спец. фармацевтич. образованием. В капиталистич. странах А. являются частнопредпринимательскими учреждениями. В большинстве стран цены на лекарства не регламентируются.

Лит.: Змеев Л. Ф., Первые аптеки в России, М., 1887; 50 лет советского здравоохранения. 1917 - 1967, М., 1967, с. 176 - 182. А. И. Тенцова.

АПТЕКАРСКИЙ ВЕС, система мер, употреблявшаяся при взвешивании лекарств. Основной единицей был аптекарский фунт (лат. libra, сокр. lb), делившийся на 12 унций. 1 унция (uncia) содержала 8 драхм, 1 драхма (drachma) - 3 скрупула, 1 скрупул (scrupulum) - 20 гранов (granum). Русский аптекарский фунт =358,323 г, 1 унция =29,860 г, 1 драхма=3,732 г, 1 скрупул = 1,244 г, 1 гран =62,209 мг. В английской системе мер (в Великобритании, США и некоторых др. странах) 1 аптекарский фунт (ар) = = 373,242 г, 1 унция (ар oz) = 31,1035 г, 1 драхма (ар drach) = 3,88793 г, 1 скрупул (scruple) = 1,29598 г, 1 гран (gr) = =64,7989 мг. А. в. в большинстве стран заменён метрич. мерами.

АПТЕКАРСКИЙ ПРИКАЗ, высшее гос. медицинское адм. учреждение в России 16-17 вв., ведавшее всем мед. и аптечным делом, преобразованное при Борисе Годунове в 1594-95 из учреждённой в 1581 Аптекарской палаты. В 1714 А. п. переименован в Канцелярию главнейшей аптеки, а в дальнейшем - в Мед. канцелярию.

АПТЕКЕР (Aptheker) Герберт (р. 1915), американский историк и публицист. Чл. Коммунистич. партии США. В течение ряда лет являлся преподавателем истории в Школе социальных наук им. Джефферсона. В 1957-63 гл. редактор прогрессивного журнала "Политикал аф-ферс". С 1964 директор Амер. ин-та марксистских исследований. Осн. работы А. посвящены истории негритянского народа: восстановлению правдивой картины десятков восстаний, потрясавших рабовладельч. Юг, и показу героич. борьбы негров в период Гражданской войны в США (1861-65). А. принадлежат также публицистич. работы, разоблачающие реакц. сущность совр. бурж. историч. концепций (напр., "Лауреаты империализма", пер. с англ., М., 1955). Соч.: A documentary history of the Negro people in the United States, N. Y., 1951; The Negro in the civil war, N. Y., 1938; Negro slave revolts in the United States, 1526-1860, N. Y., 1939; The Negro in the abolitionist movement, N. Y., 1941; To be free, studies in American Negro history, N. Y., 1948; Toward Negro freedom, N. Y., 1956; в рус. пер.- История американского народа, [т. 1-2], М., 1961 - 62; О сущности свободы, М., 1961; Американский негр сегодня, М., 1963; Внешняя политика США и "холодная война", М., 1963. И П. Дементьев.

АПТЕКМАН Осип Васильевич [18(30).3. 1849, Павлоград,-8.7.1926, Москва], русский революционер. С 1870 учился в Харьковском ун-те, с 1871 в Петерб. медико-хирургич. академии, откуда с 5-го курса ушёл "в народ" (1874-75). Работая фельдшером, вёл революц. пропаганду в Псковской и Пензенской губ. В 1876 примкнул к ростовско-харьковскому кружку народников, влившемуся в "Землю и волю". В 1877-79 входил в "деревенские поселения" землевольцев (саратовское, тамбовское), вёл революц. работу в Петербурге. После раскола "Земли и воли" (1879) один из основателей "Черного передела". Арестован в нач. 1880, сослан на 5 лет в Якутию. После ссылки закончил в Мюнхене (1887-89) мед. образование. С нач. 90-х гг. врач в Саратовском у., Н. Новгороде, Херсоне и др.. В 1893-94 участвовал в создании орг-ции "Народное право". В сер. 90-х гг. сблизился с с.-д. В 1905, работая врачом в Виленской губ., активно участвовал в Революции 1905-07; в 1906 эмигрировал. В Швейцарии был одно время связан с меньшевиками, в годы 1-й мировой войны занял антиоборонч. позицию. В 1917 вернулся в Россию. Горячо сочувствовал Сов. власти. Работал в Историко-рево-люц. архиве в Петрограде. Воспоминания и статьи А.- один из важных источников по истории революц. народничества. Портрет стр. 124.

Соч.: Общество "Земля и воля" 70-х гг. по личным воспоминаниям, 2 изд., П., 1924; Г. И. Успенский, М., 1922;Г. В. Плеханов. Из личных воспоминаний, Л., 1924; В. В. Берви-Флеровский, Л., 1925; Автобиография, в кн.; Энциклопедия, словарь "Гранат", т. 40. Н. М. Пирумова.

АПТЕРИГОТЫ (Apterygota), низшие, первичнобескрылые насекомые, характеризующиеся примитивностью строения, тонкой кутикулой (в связи с чем чувствительны к понижению влажности среды). Нек-рые группы А. (ногохвостки) известны с девона. Размеры в осн. мелкие (хотя нек-рые двухвостки достигают 50 мм). Для большинства А. характерно,помимо 3 пар грудных ног, наличие видоизменённых конечностей или др. двигательных придатков на брюшке. А. распространены по всему земному шару. Большинство питается гниющими остатками организмов; обильно населяют почву, лесную подстилку, мох, гнилую древесину; участвуют в почвообразовании.

Аптериготы: 1 - Eosentomon transitorura (отр. бессяжковые); 2 - Entomobrya pulchella (отр. ногохвостки); 3 - Campodea plusiochaeta (отр. двухвостки); 4 - Lepisma saccharina (отр. щетинохвостки).

Некоторые (двухвостки) - хищные. А. сборная группа; включает 4 отряда, относящихся к 2 подклассам; 3 отряда - бессяжковые насекомые, двухвостки и ногохвостки - образуют подкласс энтогнатных насекомых, характеризующихся втянутыми в головную капсулу ротовыми частями и отсутствием сложных глаз. Отряд щетинахвостки ближе к высшим крылатым насекомым - птериготам (Pterygota), вместе с к-рыми объединяется в подкласс эктогнатных насекомых, имеющих выступающий за пределы головной капсулы ротовой аппарат и сложные глаза.

Лит.: Жизнь животных, под редакцией Л. А. Зенкевича, т. 3, М., 1969.

М. С. Гиляров.

АПТЕРИИ (Apteria, от греч. apteros - беспёрый), участки кожи птиц, лишённые контурных перьев. А. перемежаются с оперёнными участками - птерилиями, что, по-видимому, облегчает движение отдельных участков кожи и соответствующих перьев, а отчасти и терморегуляцию. Расположение птерилий и А.- существенный систематич. признак для определения семейств, родов и видов птиц. Важнейшие А.: спинная, брюшная, боковые, шейная, верх. и ниж. крыловые, ножные, головная, анальная.

Расположение птерилий и аптерий у ореховки Nucifraga caryocatactes. Вид со спинной (слева) и брюшной сторон; птерилии: 1 - головная; 2 - спинная; 3 - крыловая; 4 - плечевая; 5 - бедренная; 6 - ножная; 7 - хвостовая, 8 - грудная; аптерий: 9 - верхняя крыловая; 10 - боковая; 11 - шейная; 12 - нижняя крыловая; 13- брюшная; 14 - ножная.

Г. П. Дементьев.

АПТСКИЙ ЯРУС [по назв. г. Апт (Apt) во Франции], пятый снизу ярус ниж. отдела меловой системы [см. Меловая система (период)]. Выделен франц. геологом А. Д.д'Орбиньи в 1842. В типовом местонахождении сложен глинистыми известняками и мергелями, переходящими в белые зоогенные известняки. По составу аммонитов делится на 2 подъяруса - Бедульский с Hoplites deshaesi и Гаргасский с Oppelia hisus. Широко представлен во Франции, Англии, ФРГ. В СССР распространён в Поволжье, Крыму, на Кавказе, в Копет-Даге, на Памире, в Сибири и на Камчатке. Б. М. Келлер.

АПУАНСКИЕ АЛЬПЫ (Alpi Apuane), горный массив в Италии, вытянутый вдоль берега Лигурийского м. Является юго-зап. частью Тоскано-Эмилианских Апеннин, отделённой от них сбросовой впадиной с долиной р. Серкьо. Дл. ок. 50 км, выс. до 1946 м. Сложены сланцами, доломитами, известняками и мраморами, образующими крутостенный хребет с заострённым гребнем и глубокими ущельями. Разработка каррарского мрамора. Субтропич. леса и кустарники.

АПУЛЕЙ (Apuleius) (p. ок. 124 н. э., Мадавра, Сев. Африка,- г. смерти неизв.), древнеримский писатель. Писал на греч. и лат. языках. До нас дошли: роман "Метаморфозы в XI книгах" (известен также под назв. "Золотой осёл"), "Апология, или Речь в защиту самого себя от обвинения в магии"; "Флориды" - сб. отрывков из речей и риторич. декламаций (все эти соч. опубл. в рус. пер., 1959). В романе "Золотой осёл" открывается широкая панорама быта и нравов рим. провинции 2 в. Среди 11 вставных новелл - сказка об Амуре и Психее, неоднократно перелагавшаяся в разных странах, в т. ч. в России (И. Ф. Богданович, С. Т. Аксаков). Из романа А. заимствовали сюжеты Дж. Боккаччо, М. Сервантес, Г. Филдинг, Т. Смоллетт и др.

Соч.: Opera quae supersunt, v. 1 - 3, rec. v. 1-2, R. Helm, v. 3, P. Thomas, Lipsiae, 1905 - 10.

Лит.: Тронский И. М., История античной литературы, 3 изд., Л., 1957; Monceaux P., Apulee, roman et magie, P., 1910; Vallette P., L'Apologie d'Apulee, [P.], 1909. С. П. Маркиш.

АПУЛЕЙ САТУРНИН, Аппулей Сатурнин, Луций [Lucius Apuleius (Appuleius) Saturninus] (ум. 100 до н. э., Рим), римский политич. деятель, популяр, оратор, нар. трибун (103 и 100 до н. э.). В 100, преодолев сопротивление сената, провёл через нар. собрание законы о наделении землёй ветеранов Гая Мария и о выведении колоний в провинции. Но принятие предложенного А. С. законопроекта о снижении цен на хлеб было сорвано сенатом. Политич. борьба обострилась в связи с выборами магистратов на 99. В уличном столкновении был убит кандидат в консулы - сторонник сената Меммий. Сенат объявил гос-во в опасности; консулам (одним из к-рых был Г. Марий) было поручено подавление волнений. А. С. и его соратник Главция были окружены на Капитолии и убиты. В отличие от гракханского, в движении А. С. в большой степени участвовали люмпен-пролет. и воен. элементы.

Лит.: Утченко С.Л., Кризис и падение Римской республики, М., 1965.

В. М. Смирин.

АПУЛИЯ (Puglia), область Италии, на крайнем Ю.-В. Апеннинского п-ова, на берегах Адриатич. и Ионического морей (зал. Таранто). Назв. области произошло от назв. одного из племён - апу-лов (или авсонов), населявших эту терр. в древности вместе с япигами (отсюда у древних греков она наз. Япигией), месса-пами, давнами и др. Терр. А. делится на 5 провинций: Бари, Бриндизи, Леч-че, Таранто, Фоджа. Пл. 19,4 тыс. км2. Население 3616,2 тыс. чел. (1967). Города: Бари, Таранто, Фоджа. Наиболее высокие в А.- гора Дауния (1151 м), массив Гаргано (выс. до 1056 м) и плато Ле-Мурд-же, остальные р-ны заняты слабовсхолмлёнными низменностями (Тавольере на С., низм. п-ова Са-лентина на Ю.). Широко распространены известняки и связанный с ними карст. Климат средиземноморский континентальный. Осадков 400-500 мм в год. Преобладают разреженные ксерофитные кустарники.

А.- одна из осн. с.-х. областей Италии. В с. х-ве занято ок. половины экономически активного населения. 44% с.-х. земель составляет пашня, 38,2% виноградники, оливковые рощи, сады, 12,2% луга и пастбища (1965). А. принадлежит 1-е место среди областей Италии по сбору винограда и по произ-ву вина, а также по сбору олив и произ-ву оливкового масла (ок. 40% общенац. продукции); А. даёт 65% льняного семени, 22% табака. Посевы зерновых, бобовых; огородные и бахчевые культуры, садоводство (1-е место по сбору айвы и инжира, 2-е - миндаля в Италии). Выращивают также хлопок, сах. свёклу. Овцеводство (ок. 1 млн. овец в 1968). Рыболовство (тунец, сардина).

В пром-сти занято 27% экономически активного населения. Кроме традиционных отраслей, связанных с переработкой с.-х. продукции,- виноделия, произ-ва оливкового масла, муком. и таб. пром-сти, получили развитие нефтепереработка (Бари, Бриндизи), нефтехимия (Бриндизи),металлургия (Таранто), с.-х. машиностроение, швейная, текст., резиновая (шинный з-д в Бари) пром-сть. В Таранто (2-й по значению воен.-мор. порт Италии) имеются судоверфи и арсенал.

На п-ове Гаргано разработки бокситов, в Маргерита-ди-Савойя мор. соляные промыслы. Добыча природного газа (в р-не Фоджи). Т. А. Галкина.

АПУPE (Apure), река в Венесуэле, крупнейший левый приток реки Ориноко. Дл. 1580 км, пл. басс. ок. 130 тыс. км2. Берёт начало в Кордильера-де-Мерида, течёт с 3. на В. по низм. Льянос-Ориноко; впадает в Ориноко несколькими рукавами. Бассейн крайне асимметричен за счёт значит. развития лев. притоков и почти полного отсутствия правых. Многоводна в период дождей с мая по октябрь-ноябрь; бурные паводки. Ср. годовой расход ок. 2000 м3/сек. В период дождей судоходна почти на всём протяжении, в сухой период - до г. Сан-Фернандо, располож. в устье лев. притока Португеса.

АПУРИМАК (Apurimac), в ниж. течении - Эне, Тамбо, река в Юж. Америке, в Перу, левая составляющая р. Укаяли (басс. Амазонки). Дл. 1250 км. Берёт начало на плоскогорье Пуна в Центр. Андах, к С.-З. от оз. Титикака, течёт на С.-З. в глубоких узких долинах, расчленяющих хребты Анд. Питание преим. дождевое. Наиболее многоводна летом (декабрь - февраль). Очень порожиста, несудоходна.

АПУХТИН Алексей Николаевич [15(27). 11.1840 (по др. данным, 1841), Болхов Орловской губ.,-17(29). 8.1893, Петербург], русский поэт. Род. в дворянской семье. В 50-е гг. в поэзии А. возникли антикрепостнические и гражданские настроения (цикл "Деревенские очерки", 1859). Лирика 80-х гг. проникнута мотивами грусти, недовольства жизнью; отличается простотой поэтич. языка, разговорными интонациями. Его монологи в стихах, цыганские романсы, альбомные посвящения и экспромты входили в репертуар чтецов-декламаторов. Мн. стихи А. положены на музыку П. И. Чайковским ("Забыть так скоро", "День ли царит", "Ночи безумные") и др.

С о ч.: Сочинения, 4 изд., т. 1 - 2, [Био-графич. очерк М. Чайковского], СПБ, 1895; Стихотворения. [Вступ. ст., подгот. текста, прим. Л. Афонина], Орёл, 1959; Стихотворения, Л., 1961.

АПХАИДЗЕ Шалва Николаевич (20.7. 1894, с. Дзукнури, близ Кутаиси,- 21.2.1968, Тбилиси), грузинский советский поэт. Чл. КПСС с 1945. Окончил историч. ф-т Петроградского ун-та в 1917. Первые стихи опубл. в 1918. Был участником группы груз. символистов "Голубые роги". Первая книга стихов вышла в 1941. Автор сб-ков "Стихи" (1945, 1949, 1954), "Весенние мелодии" (1957). Много работал в области лит. критики и худож. перевода. Опубл. монографии о нар. артистах СССР А. Хораве (1949) и В. Анджапаридзе (1956). Награждён орденом "Знак Почёта".

В рус. пер. - Избранное, Тб., I960; Стихи, Тб., 1967. Н.М.Микава.

АПШЕРОНСК, город (до 1947 станица Апшеронская), центр Апшеронского р-на Краснодарского края РСФСР, на р. Пшеха (басс. Кубани). Конечная ж.-д. ст. (Апшеронская) на ветке от линии Армавир - Туапсе. 33,4 тыс. жит. (1968). Лесная и деревообр. пром-сть; авторемонтный з-д; ГРЭС.

АПШЕРОНСКИЕ СЛОИ, апшерон, толща слоев эоплейстоцена, залегающая согласно на Акчагылъских слоях и несогласно перекрывающаяся Бакинскими слоями. Выделены рус. геологами Н. Н. Барбот де Марни и Симановичем в 1891. В типовом разрезе сложены песками, глинами, мергелями и известняками с пелециподами (гл. обр. кардида-ми) и гастроподами. Распространены в басс. Каспийского м. Б. М. Келлер.

АПШЕРОНСКИЙ ПОЛУОСТРОВ, на зап. берегу Каспийского м., против вост. оконечности Б. Кавказа, в Азерб. ССР. Вдаётся в море на 60 км, шир. до 30 км. Сложен главным образом неогеновыми и антропогеновыми отложениями. Поверхность - волнистая равнина (высоты 50-165 м) с брахиантиклинальными поднятиями и грязевыми сопками (выс. до 310 м на 3.), с бессточными котловинами, имеющими солончаки и солёные озёра; встречаются участки подвижных песков. На А. п. богатые нефтяные и газовые месторождения (см. Бакинский нефтегазоносный район). Сухой субтропический климат. Ср. температура января 3°С; июля 25 0С. Годовая сумма осадков колеблется от 140 мм в юго-зап. части до 250 мм в северной. Часты сильные ветры (норд). Ландшафт эфемеровой полупустыни с зимней вегетацией трав. Важный пром. р-н с нефтедобывающей и нефтеперераб. пром-стью. Распространены виноградники и бахчевые культуры на поливных (за счёт подземных вод) землях. Н.А.Гвоздецкий.

На зап. берегу Каспийского м., близ Баку расположены бальнеологич. курорты - Сураханы и Шихово (горячие, ? 64-65°С, минеральные источники; бальнеолечебница, стационар); климатич. приморские курорты - Мардакян, Бузовна, Загульба, Бильгях (солнце- и воздухолечение, морские купания, песчаный пляж; детские санатории - туберкулёзный, для больных ревматизмом, костнотуберкулёзный; дом отдыха, пионерские лагеря), Пиршаги (много зелени, лечебный виноград, инжир; пионерские лагеря), Туркяны (дома отдыха).

АР (от лат. area - площадь), единица площади в метрической системе мер, равна площади квадрата со стороной в 10 м, т. е. 1 ар = 100 м2. Наиболее употребительная в практике зем. мера гектар (сокращ. обозначение га); 1 га = = 100 ар = 10 000 м2.

АРА, общее назв. 2 родов клинохвос-тых попугаев; то же, что арара.

АРА (ARA, сокращ. от англ. American Relief Administration), см. Американская администрация помощи.

АРАБАТСКАЯ СТРЕЛКА, узкий и длинный бар, состоящий в основном из ракушечного материала, отделяющий зал. Сиваш от Азовского м. Дл. ок. 100 км, шир. от 270 м до 8 км. На С. отделяется от материка узким Геническим прол.

АРАБЕСК (франц. arabesque от итал. arabesco - арабский), одна из основных поз классич. танца. Во время выполнения А. тело опирается на выпрямленную ногу, другая, также прямая, вытягивается назад вверх, одна рука вытянута вперёд, другая отведена в сторону или назад, корпус наклонён вперёд, спина вогнута, вытянутая нога и рука уравновешивают корпус. В совр. балете встречаются разнообразные формы А. Лит.: Ваганова А., Основы классического балета, 4 изд., Л.-М., 1963.

АРАБЕСКИ, насыщенный и сложный орнамент, основанный на прихотливом переплетении геометрич. и стилизованных растит. мотивов, порой включающий и надпись. Получил развитие в пластич. иск-вах араб. стран. В музыке А. называют пьесу с затейливо разработанной орнаментированной мелодией (А. у Р. Шумана, А. К. Лядова, К. Дебюсси и др.).

Лит.: Кuhnе1 Е., Die Arabeske, [В.], 1949.

"АРАБИЕН-АМЕРИКАН ОЙЛ КОМПАНИ" ("Арамко"), см. в ст. Нефтяные монополии.

АРАБИКА, горный массив в Гагрском хребте на юж. склоне зап. части Б. Кавказа, в Абх. АССР, вблизи г. Гагра. Выс. 2661 м. Сложен известняками нижнемелового и верхнеюрского возрастов. Развиты карстовые формы рельефа (колодцы-ледники, глубокие пропасти). На склонах широколиств. и хвойные леса.

АРАБИНОЗА, C5H10O5, простой углевод (моносахарид) из группы пентоз. Бесцветные кристаллы, сладкие на вкус, растворимые в воде. Существует в двух стереоизомерных формах: ( - ) - А. и ( + ) -А. (см. Стереоизомерия), широко распространён в растениях [гл. обр. ( -)- А.], особенно в плодах. ( + )-А. входит в состав мн. сложных Сахаров (полисахаридов) растительного происхождения, гликозидов, камедей (гуммиарабик, вишнёвый клей), слизей и сапонинов. Для нек-рых бактерий А.- единств. источник углерода.

АРАБИ-ПАША, один из руководителей нац.-освободит. борьбы егип. народа в нач. 80-х гг. 19 в. См. Ораби-паша.

АРАБИСТИКА, комплекс гуманитарных наук, изучающих историю, экономику, язык и культуру араб. народов. Термин "А." возник в Европе в новое время. Первыми важнейшими источниками для А. были многочисл. сочинения арабоязычных авторов, содержащие материалы по географии, истории, мусульм. праву, этнографии арабов, биографии гос. деятелей, деятелей религии и культуры, материалы по истории нар. движений. В Зап. Европе А. зародилась в кон. 16 в. В 17-18 вв. её осн. центрами стали Рим, Париж, Лейден. Интерес к араб. странам в тот период стимулировался гл. образом развитием торговых и дипломатич. отношений с Востоком, практич. задачами миссионерской пропаганды. А. была тесно связана с богословием; араб. яз. изучался для толкования мусульм. священного писания - Корана.

В нач. 17 в. араб. грамматикой голл. филолога Т. Эрпениуса было положено начало араб. филологии в Европе. Отрывочные сведения по араб. истории и ист. географии, собранные в зап.-европ. А. в 17 в., были в то время подытожены англ. востоковедом Э. Пококком и франц. Б. д'Эрбело. В 18 в. нем. арабист И. Я. Рейске выступил за разрыв А. с теологией, за изучение истории и культуры народов Востока как части всемирной истории и мировой культуры.

Колониальная политика зап.-европ. держав стимулировала в 19 в. дальнейшее развитие А. Отличит. чертами А. являлись: интерес преим. к средневековью, преобладание филологич. интересов над историко-экономическими.

В 19 - нач. 20 вв. крупные успехи были достигнуты в области грамматики - Сильвестр де Саси (Франция), К. Каспа-ри (Норвегия), У. Райт (Великобритания), Г. Флейшср, Т. Нёльдеке, К. Броккельман (Германия); лексикографии - Я. Голиус (Голландия), Г. Фрейтаг,X. Вер (Германия), Э. Лейн (Великобритания), Ж. Бело (Франция); отчасти литературоведения - Броккельман, И. Гольдциер (Венгрия), Р. Николсон (Великобритания). Начало араб. филологии в России было положено выходом в свет (1827) араб, грамматики и хрестоматии А. В. Болдырева. Важную роль в развитии рус. А. сыграли труды В. Р. Розена.

Успехи араб. филологии создали условия для получившей широкое развитие в 19 - нач. 20 вв. публикации араб. ср.-век. источников, хранящихся в рукописных фондах Европы, а также стран Востока. Публикацией, а отчасти и переводами араб. историко-географич. трудов на европ. языки в 19-20 вв. занимались многие арабисты Германии (И. Я. Рей-ске, Ф. Вюстенфельд, Т. Нёльдске, Ю. Вельхаузен), Франции (Э. Катрмер, Ж. Т. Рено и др.), Голландии (Р. Дози, М. Я. де Гуе, М. Т. Хаутсма), Англии (Д. Марголиус и др.), Австрии (А. Шпренгер, А. Кремер), Италии (И. Гвиди, Л. Каэтани), Испании (Ф. Кодера, X. Рибера). В России, где издание и перевод сочинений араб. авторов были связаны также с поисками араб. источников по истории страны, А. развивали X. Д. Френ, В. Ф. Гиргас, В. Г. Тизенгаузен, А. Я. Гаркави, Н. А. Медников, А. А. Васильев, Д. А. Хвольсон, П.С.Савельев.

Публикация источников подготовила базу для ист. исследований 19 - нач. 20 вв. В нач. 19 в. они представляли в осн. пересказ араб. летописей. С сер. 19 в. появляются исследования, осн. на критич. анализе источников (работы Шпренгера, Дози, Кремера, серия монографий Гольдциера, Нёльдеке и Вельхаузена). Методология историков 19 - нач. 20 вв. обусловила их преимущественный интерес к проблемам религии, гос-ва и права; они оценивали ислам как основной фактор, определявший развитие обществ. жизни и культуры арабов. Эти взгляды нашли отражение и в 1-м изд. коллективного труда "Энциклопедия ислама" (Лейден, 1908-38, па англ., франц., нем., тур. языках). Проблемы обществ.-экономич. развития араб. стран стали сравнительно полно освещаться лишь в А. новейшего времени. Среди зарубежных арабистов этими проблемами занимались франц. востоковеды Ж. Со-важс, Э. Леви-Провансаль, К. Каэн, немецкие.- К. Беккер и др., англ. -Д. Денпет, Б. Льюис, Г. А. Р. Гибб, израильские - А. Поляк, Д. Айалон и др. Социально-экономич. и политич. история араб. стран в новое и новейшее время разрабатывалась К. А. Наллино, Э. Рос-си (Италия), Г. Кампфмейером (Германия), Ч. Адамсом, Дж. Хейворт-Дэнном, Ш. Иссави (США), А. Хаурани, С. Лонгриггом (Великобритания), Ж. Берком (Франция) и др. В известной мере эти новые тенденции отразились во 2-м изд. "Энциклопедии ислама" (издаётся с 1954 в Лейдене - Париже; в 1969 вышел 55-56-й выпуск 3-го т.). С конца 30-х гг. начали публиковаться сводные труды по ср.-век. истории арабов - Ф. Хитти (США), К. Броккельмана. В новейшее время среди арабистов-филологов усилился интерес к совр. арабской лит-ре и совр. арабскому лит. языку.

Большое значение для развития А. приобретают труды араб. авторов (филологов, историков, социологов и др.). Современная араб. историография (Ращид аль-Баррави, Абдаррахман ар-Рафии, Мухаммед Сабри, Джавад Или, Ибрахим Абдо, Р. Ху-ри, аш-Шафии, Камил Айад и др.) враждебна колонизаторскому духу, свойственному ряду работ представителей европ. и амер. буржуазной А.

Основы советской А. были заложены И. Ю. Крачковским, В. В. Бартолъдом, А. Е. Крымским. Сов. А., восприняв лучшие традиции дореволюц. рус. А., открыла новый этап в её развитии. Постепенно происходила дифференциация экономич., историч. и филологич. исследований, усиливался интерес к совр. проблемам, новой и новейшей истории араб. стран. Сов. учёные, основываясь на марксистской методологии, исследуют древнюю историю Юж. Аравии; проблемы генезиса араб. феод. общества и истории ислама (Е. А. Беляев, Н. В. Пигулевская, А. Ю. Якубовский, И. П. Петрушевский и др.); историю культуры и обществ. мысли арабов в ср. века и новое время. Большое внимание уделяется развитию капитализма в колониальных условиях и нац.-освободит. движению в араб. странах (А. М. Шами, X. И. Кильберг, А. М. Голдобин, Л. Н. Котлов, Г. И. Мирский, С. Р. Смирнов, Н. А. Иванов, Р. Г. Ланда, Н. С. Луцкая и др.). Обобщающий труд по новой истории араб. стран создан В. Б. Луцким (посмертно 2 издания). В работах ряда сов. арабистов освещаются: социальная структура араб. общества, социальные преобразования в араб. странах, развитие политич. жизни и идеологии. Сов. арабисты продолжали традицию издания и переводов араб. памятников средневековья (Крачковский, М. А. Салье, А. П. Ковалевский, Т. А. Шумовский, П. Г. Булгаков, П. А. Грязневич, А. Б. Халидов и др.), исследования араб. нумизматики, эпиграфики (В. А. Крачковская), араб. источников по истории народов Закавказья и Кавказа (Г. В. Церетели, 3. М. Буниятов). Сов. арабистами-литературоведами созданы труды по классич. араб. лит-ре (Крачковский, В. И.Беляев, И. М. Фильштинский) и совр. араб. прозе (Крачковский, К. В. Оде-Васильева, А. А. Долинина, Д. И. Юсупов и др.). По языкознанию опубл. грамматика араб. яз. Н. Б. Юшманова, синтаксис Д. В. Семёнова, словари X. К. Баранова (1957), Г. Ш. Шарбатова (1964), В. М. Борисова (1967), труды по истории и структуре классич. и совр. араб. яз. (Я. С. Вилен-чик, Церетели, Б. М. Гранде, А. С. Лекиашвили, А. А. Ковалёв, Шарбатов, Ю. Н. Завадовский и др.). В 30-60-е гг. Церетели и И. Н. Винников опубликовали монографии о языке сов. среднеазиатских арабов.

Работы учёных зарубежных социалистич. стран, в т. ч. исследования польских арабистов Т. Левицкого, Т. Ковальского, Л. Хиршовича, чехословацких - И. Хрбека и др., внесли важный вклад в изучение араб. источников, истории нар. движений в араб. странах в ср. века, а также совр. проблем.

Проблемы А. разрабатываются в Ин-те востоковедения в Москве и его ленинградском отделении, Ин-те Африки, ин-тах этнографии, философии АН СССР, в востоковедных ин-тах АН Азербайджана, Грузии, Армении, Узбекистана, Таджикистана. Подготовка арабистов проводится в Ин-те вост. языков при МГУ, на вост. ф-те ЛГУ, в ун-тах Баку, Ташкента, Тбилиси, Душанбе, Еревана. Проблемы сов. А. освещаются в журналах "Народы Азии и Африки", "Азия и Африка сегодня", в изданиях "Палестинский сборник", "Семитские языки" и нек-рых др. периодич. изданиях.

За рубежом А. занимаются в ун-тах Лейдена, Парижа, Оксфорда, Кембриджа, Галле, Праги, Рима, Каира, Дамаска, Бейрута, Багдада, Алжира, Туниса, Рабата, Хартума, Хайдарабада; кроме того - в Ин-те высших араб. знаний при Лиге араб. стран (Каир), Ин-те исламоведения (Багдад), Школе вост. и афр. штудий (Лондон), Школе живых вост. языков (Париж) и в др. науч. центрах.

Издания, в к-рых освещаются вопросы А.; "Arabica" (Leiden - Р., 1954- ; "Journal of Economic and Social History of the Orient" (Leiden, 1957-); "Oriente moderno" (Roma, 1920-); "Le monde oriental" (Uppsala, 1906 - 32); "Revue des etudes islami-ques" (P., 1927-52); "Mitteilungen des Seminars fiir orientalische Sprachen. Westasiatische Studien" (В., 1898 - 1938); "Journal Asiatique" (P., 1822-); "The Middle East Journal" (Wash., 1946-); "Bulletin of the school of oriental and American studies" (I.., 1917-); "Revue Africaine" (Alger, 1856 - ); "Маджаллат аль-Маджма аль-ильми аль-араби" (Журнал Арабской АН; Дамаск, 1921-); "Revue de 1'Institut des manuscrits arabes" (Le Caire, 1955-); "IBLA. Revue de PInstitut des Belles Lettres Arabes" (Tunis, 1938 - ); "Novy orient". (Praha, 1946-); "Rocznik orientalistyczny" (Warsz., 1914-).

Лит.: Бартольд В. В., История изучения Востока в Европе и России, 2 изд., Л., 1925; Крачковский И. Ю., Очерки по истории русской арабистики, Избр. соч., т. 5, М.-Л., 1958; Шарбатов Г. Ш., Арабистика в СССР (1917 - 1959). Филология, М., 1959; его же, (Sharbatov), Arabic studies, Moscow, 1967; Лунин Б. В., Из истории русского востоковедения и археологии в Туркестане, Таш., 1958; Востоковедение в Ленинградском университете, "Уч. зап. ЛГУ, сер. востоковедческих наук", 1960, № 296, в. 13; Данциг Б. М., Изучение Ближнего Востока в России, М:, 1968; Смилянская И. М., Изучение в Советском Союзе истории арабских стран нового времени, "Народы Азии и Африки", 1968, № 3; её же (Smtlyanskaya), History and economy of the Arab countries. Moscow. 1967; Ирисов А., Тошкентда арабшунослик, Тошкент, 1964; Dugat G., Histoire des orientalistes de 1'Europe du XII au XIX siecle, t. 1-2, P., 1868-1870; Arabiya, langue et litterature arabes. Encyclopedic de 1'Islam, nouv. ed., t. 1, Leyden - P., 1960; Lewis В., British contributions to Arabic studies, L., [1941]; Arberry A. J., British orientalists, L., 1943; Fuck J., Die arabischen Studien in Europa, Lpz., 1955; Rosenthal F., A history of Muslim historiography, Leiden, 1952; Historians of the Middle East. ed. by B. Lewis and P. M. Holt, L., 1962.

Раздел статьи по истории составлен по ст. В. Б. Луцкого из Советской историч. энциклопедии. Автор филологич. части - Г. Ш. Шарбатов.

АРАБЛИНСКИЙ (наст. фам. Xалафов) Гусейн Мамед оглы (1881, Баку,- март 1919, там же), азербайджанский актёр и режиссёр. С 1905 выступал как проф. актёр. Работал в первых азерб. труппах об-в "Ниджат", "Сафа" и др. Один из основоположников азерб. театрального иск-ва. Творчество А. выражало прогрессивные демократич. и гума-нистич. идеи; он создал образы передовых людей - Фахрад ("Несчастный юноша" Ахвердова), Фахреддин ("Горе Фахреддина" Везирова), людей из народа - кузнец Гяве (одноим. пьеса Ш. Сами в обработке С. Ахундова). Острые обличительные и сатирич. характеристики были даны А. в ролях: Ага Мухаммед-шах Каджар (одноимённая пьеса Ахвердова), Надир шах (одноим. пьеса Нариманова), Гейдарбек ("Приключение скряги" М. Ф. Ахундова). Выдающаяся работа А.- образ Отелло (одноим. трагедия Шекспира).

А. ставил пьесы М. Ф. Ахундова, А. Ахвердова, Н. Везирова, Дж. Мамедкулизаде, муз. драмы У. Гаджибекова, произв. переводной классич. рус. (играл Хлестакова в "Ревизоре" Гоголя) и иностранной драматургии. А. оказал воздействие на творчество многих видных азерб. актёров. Был убит мусаватистом.

Лит. Рахман Сабит, Гусейн Араб-линский, в сб.: Искусство Азербайджана, т. 3. Материалы по истории Азербайджанского театра, Баку, 1950; Рэhман Сабит Н., Эрэблински, Бакы, 1949.

АРАБО-ИЗРАИЛЬСКАЯ ВОЙНА 1948-49,Палестинская война, война между араб. гос-вами (Египтом, Иорданией, Ираком, Сирией, Ливаном, Саудовской Аравией, Йеменом) и гос-вом Израиль. Была следствием происков империализма, стремившегося подавить усилившееся после 2-й мировой войны нац.-освободит. движение народов Бл. Востока иобострить, в частности, арабо-евр. противоречия в Палестине, а также межимпериалистич. борьбы. А.-и. в. спровоцировали Англия и США, к-рые хотели сорвать осуществление решения Генеральной Ассамблеи ООН от 29 нояб. 1947 о прекращении англ. мандата на Палестину и разделе страны на 2 гос-ва - арабское и еврейское. Англия рассчитывала сохранить свои позиции в Палестине, а США - расширить там своё влияние; в этих целях они использовали зависимость от них правительств ряда араб. стран и экстремизм израильских бурж. сионистских кругов.

Война началась в ночь с 14 на 15 мая 1948, через неск. часов после провозглашения на части терр. Палестины гос-ва Израиль.

В ходе А.-и. в., прерывавшейся кратковременными перемириями, войска Израиля, получавшего финанс., воен. и др. помощь США и нек-рых др. империа-листич. стран, а также сионистских орг-ций, захватили 6,7 тыс. км2 - часть терр. Палестины, к-рая предназначалась по резолюции Ген. Ассамблеи ООН для создания Арабского гос-ва, а также часть г. Иерусалима, увеличив таким образом терр. Израиля почти на 48% по сравнению с терр., определённой для него решением ООН.

С терр. Палестины, захваченной Израилем, было изгнано св. 900 тыс. арабских жителей; т. о. возникла проблема палестинских беженцев, остающихся в соседних араб. странах в крайне тяжёлых условиях. В 1949 подписаны соглашения о перемирии между Израилем и соседними араб. странами: с Египтом - 24 февр., с Ливаном - 23 марта, с Иорданией - 3 апр., с Сирией - 20 июля (остальные араб. страны - участники войны соглашений не заключили). Однако эти соглашения не определяли окончательное терр. урегулирование.

Нежелание Израиля выполнить резолюцию Ген. Ассамблеи ООН от 11 дек. 1948 о возвращении на родину палестинских беженцев и о выплате Израилем компенсации за оставленное имущество тем, кто не пожелает вернуться, а также неурегулированность др. вопросов, порождённых А.-и. в. 1948-49 и использовавшихся империалистами и реакц. силами Израиля в своих целях, неоднократно вызывали арабо-израильские конфликты (см. Англо-франко-израильская агрессия против Египта, 1956, Израильская агрессия против арабских стран 1967).

М. Павлов.

АРАБСКАЯ КУЛЬТУРА, средневековая культура, сложившаяся в Арабском халифате в 7-10 вв. в процессе культурного взаимодействия арабов и завоёванных ими народов Бл. и Ср. Востока, Сев. Африки и Юго-Зап. Европы. В науч. лит-ре термин "А. к." употребляется как для обозначения культуры собственно араб. народов, так и в применении к ср.-век. арабоязычной культуре ряда др. народов, входивших в состав Халифата. В последнем значении понятие "А. к." иногда отождествляют с понятием "мусульм. культура" (т. е. культура мусульм. народов) и его употребление является условным.

На терр. Аравийского п-ова А. к. предшествовала культура доисламских арабов - кочевого и земледельч. населения, находившегося в стадии перехода к ранней форме классового общества. Носители её были в основном политеистами. В 4-6 вв. она испытывала влияние древнейеменской, сиро-эллинистической, иудейской, иранской культур. Характерным элементом доисламской культуры этого периода (т. н. джахилийя) была развитая устная народная словесность. Формирование собственно А. к. относится к периоду возникновения ислама (7 в.) и создания Халифата, к-рый в результате арабских завоеваний превратился в огромное гос-во. Основанная арабами гос.-политич. общность, дополненная религиозной, а в большинстве районов и языковой общностью, создала условия для возникновения общих форм культурной жизни народов Халифата. На ранних этапах формирование А. к. представляло собой гл. обр. процесс освоения, переоценки и творческого развития в новых идеологич. и социально-политич. условиях (ислам и Халифат) наследия культур покорённых народов (древнегреческой, эллинистическо-римской, арамейской, иранской и др.). Сами арабы дали А. к. такие компоненты, как религия ислама, араб. яз. и традиции бедуинской поэзии. Значит. вклад в А. к. внесли народы, к-рые, приняв ислам, сохранили национальную, а затем возродили и гос. самостоятельность (народы Ср. Азии, Ирана, Закавказья). Важную роль сыграла также часть населения Халифата, не принявшая ислам (сирийцы-христиане, иудеи, персы-зороастрийцы, представители гностич. сект Передней Азии); с их деятельностью (особенно си-рийцев-несториан и сабиев г. Харрана) связано, в частности, распространение философско-этич. идей и науч. наследия античности и эллинизма. В 8-9 вв. на араб. яз. были переведены многие науч. и лит. памятники древности, в т. ч. греческие, сирийские, среднеперсидские и индийские. В переводах и обработках они вошли в состав араб. письменности и способствовали установлению преемственной связи с культурой эллинистич. мира, а через неё - с античной и древневост. цивилизацией.

С кон. 7 в. до сер. 8 в. наряду с Дамаском, столицей Омейядов, гл. центрами, определявшими формирование А. к., были Мекка и Медина в Аравии, Куфа и Басра в Ираке. Религ. и филос. идеи, первые достижения науки, каноны араб. поэзии, образцы архитектуры и т. п. получали распространение и дальнейшее развитие в провинциях Омейядского халифата, на обширной территории от Пиренеев до р. Инд.

С образованием халифата Аббасидов (750) центр А. к. на востоке Халифата переместился из Сирии в Ирак, в основанный в 762 Багдад, к-рый почти три столетия был средоточием лучших культурных сил мусульм. Востока. В 9-10 вв. А. к. достигла наивысшего расцвета. Её достижения обогатили культуру многих народов, в частности народов ср.-век. Европы, и составили выдающийся вклад в мировую культуру. Это относится прежде всего к развитию философии, медицины, математики, астрономии, географич. знаний, филологич. и историч. дисциплин, химии, минералогии. Замечательными памятниками отмечено развитие материальной культуры и искусства (архитектура,художеств. ремесло). Разделение отраслей знания в А. к. условно, т. к. для неё,как и для др. культур средневековья, типичны отсутствие чёткой дифференциации наук и энциклопедич. характер образованности большинства деятелей А. к. Философ и математик часто был и крупным историком, медиком, географом, поэтом и филологом.

Важным фактором расцвета А. к. было то, что развитие науки и лит-ры составляло достояние всех народов Халифата (как арабов, так и неарабов). Обогащению А. к. способствовали широкие возможности для общения и взаимообмена культурными достижениями между народами мусульм. Востока, а также оживлённые связи с мн. странами Востока и Европы.

Распад Аббасидского халифата (сер. 10 в.) в связи с образованием на его территории самостоят. гос-в привёл к сужению сферы распространения А. к. и постепенному уменьшению её роли в общем развитии мировой культуры. В мусульм. Испании, отделившейся от халифата Аббасидов ещё в 8 в., начала самостоят. развитие т. н. арабо-исп. культура. В вост. провинциях Халифата в кон. 9 в. формируются очаги иран. культурного и нац. возрождения. Перс. яз. вытесняет араб. яз. сначала из лит-ры и поэзии, а затем и из нек-рых гуманитарных наук (история, география и др.). Араб. яз. сохранял здесь значение как язык Корана, религ.-канонических (право, теология) и ряда естеств.-науч. дисциплин (медицина, математика, астрономия, химия), а также философии. Центры А. к. перемещаются в Сирию, Египет, Испанию.

В Сев. Африке при Фатимидах (10- 12 вв.) и Айюбидах (12-13 вв.) продолжалось развитие лучших традиций А. к. в области науки, лит-ры, иск-ва и материальной культуры, хотя и с меньшим влиянием на общий прогресс культуры народов мусульм. Востока, чем в 8-1-й пол. 10 вв. К кон. 10 в. Багдад уступил первенствующую роль Каиру.

Значение А. к. 8-10 вв. в истории мировой культуры определялось открытием её создателями новых средств научного, религ.-филос. и художеств. познания мира и человека. Гл. усилия деятелей А. к. последующих периодов направлялись в основном на систематизацию и детализацию этого наследия.

Хотя науч. и эстетич. традиции А. к. не прерывались, но со 2-й пол. 13 в. в творчестве деятелей А. к. возобладало эпигонское направление, компилятивное в науке и подражательное в лит-ре. Отдельные исключения не могли повлиять на общее состояние духовного застоя и на всё более заметное отставание развития А. к. от темпов культурного прогресса в др. странах мусульм. Востока (Иран, Ср. Азия в 14-15 вв., Османская Турция в 16 в.) и в Европе.

Блестящий расцвет пережила арабо-исп. цивилизация в 10-15 вв. Центрами её были Кордова, Севилья, Малага и Гранада. Наибольшие успехи были достигнуты в астрономии, математике, химии и медицине. Продолжалось здесь и развитие прогрессивной линии араб. философии [алъ-Фараби, ок. 870 - ок. 950; Ибн Сына (Авиценна), 980-1037], представленное трудами Ибн Рушда (Аверроэса, 1126-1198). В поэзии и лит-ре были созданы произведения, вошедшие в число лучших художеств. памятников А. к. Всемирную известность приобрели памятники испано-мавританского зодчества и прикладного иск-ва (см. Мавританское искусство).

Крупным достижением А. к. позднего средневековья явилось создание историком и социологом Ибн Хальдуном (1332-1406) историко-филос. теории обществ. развития.

В 16 в. араб. страны превратились в провинции Османской империи. А. к. пришла в упадок, хотя и в этот период старые культурные центры Сирии, Ирака и Египта по традиции сохраняли притягательную силу для мусульм. учёных.

Качественно новый период развития А. к. начинается с 1-й пол. 19 в. В обстановке экономия, иполитич. возрождения араб. стран в новое время, в условиях начала развития нац.-освободит. движения и, наконец, складывания независимых араб. гос-в происходит формирование совр. А. к., преим. в рамках каждой из араб. стран. (См. соответствующие разделы в статьях об отдельных араб. странах.)

Точные и естественные науки. Центром развития естеств. наук в Халифате первоначально была терр. Сирии и частично Юго-Зап. Ирана. Здесь было положено начало переводам на араб. яз. и комментированию сочинений антич. авторов. Переводы с греческого и сирийского, ознакомившие учёных стран ислама со значительной частью античной научной лит-ры, во мн. случаях были единственными источниками, по к-рым Зап. Европа могла познакомиться с антич. наукой. Напр., только в араб. переводе дошли до нас "Механика" Герона и мн. трактаты Архимеда. Через носителей А. к. в европ. обиход вошли многие технич. новшества (компас, косой парус и др.), часть из них была воспринята из Китая и Индии. 9-11 вв.- период бурного развития науки в Халифате. Багдад превращается в крупный науч. центр со школами и библиотеками. Наряду с созданием огромной переводной лит-ры и комментариев к ней здесь уже начинает складываться науч. направление, тесно связанное с решением прикладных проблем и практич. задач строительства, землемерия, торговли. Интенсивно развиваются астрономия и математика, минералогия, описат. география.

В связи с распадом Халифата на отдельные гос-ва (10 в.) наряду с Багдадом возникают новые научные центры: Дамаск и Халеб (Алеппо) в Сирии, Каир в Египте, Марага в Азербайджане,Самарканд в Ср. Азии, Газни в Афганистане, а также центры испано-араб. культуры - Кордова, а затем Севилья и Гранада. В разное время крупными науч. центрами были Бухара, Исфахан, где с кон. 11 в. в обсерватории трудился перс, и тадж. поэт и учёный Омар Хайям (ок. 1048 - после 1122), писавший свои науч. трактаты на араб. яз. В Каире с нач. 11 в. функционировал "Дом знания", в к-ром работали астроном Ибн Юнус (950-1009) и математик и физик Ибн аль-Хайсам (ок. 965-1039); в 1004 здесь была построена обсерватория.

На формирование математики в странах ислама, помимо греч. наследия, большое влияние оказала и инд. науч. традиция. Получила распространение десятичная позиционная система счисления с применением нуля, ведущая свое происхождение от инд. математики. Первое сочинение на араб. языке, посвящённое арифметике,- трактат крупнейшего представителя багдадской школы аль-Хорезми (9 в.). В 15 в. самаркандский учёный аль-Каши ввёл в употребление десятичные дроби и описал правила действий над ним. В соч. Абу-ль-Вефы (940-998), среднеазиатского учёного алъ-Бируни (973-1048, по другим данным - после 1050), Омара Хайяма, На-сирэддина Туей (1201-80, по другим данным - 1274 или 1277), Каши были разработаны и систематизированы методы извлечения корней с натуральными показателями. Чрезвычайно велика роль Хорезми и Омара Хайяма в создании алгебры как самостоятельной математич. дисциплины. Алгебраич. трактат Хорезми содержит классификацию квадратных уравнений и приёмы их решений; трактат Омара Хайяма - теорию и классификацию кубич. уравнений. Существенно усовершенствовали вычислит. приёмы Бируни, Каши и др.

Большой интерес представляют геомет-рич. трактат братьев "сыновей Мусы" ("бану Муса") 9 в., соч. Абу-ль-Вефы по практич. геометрии, трактаты Ибн Курры (ок. 836-901), трактат Ибн аль-Хайсама о квадратурах конич. сечений и кубатурах тел, полученных от их вращения, исследования ан-Найризи (9- 10 вв.), Ибн Курры, Ибн аль-Хайсама, Омара Хайяма, Туей и др. по теории параллельных линий.

Математики стран ислама превратили плоскую и сферич. тригонометрию из вспомогательного раздела астрономии в самостоятельную математич. дисциплину. В трудах Хорезми, аль-Марвази, аль-Баттани, Бируни, Насирэддина Туси были введены все шесть тригонометрич. линий в круге, установлены зависимости между тригонометрич. функциями, исследованы все случаи решения сферич. треугольников, получены важнейшие теоремы тригонометрии, составлены различные тригонометрич. таблицы, отличавшиеся большой точностью.

Значительных успехов достигла астрономия. Вначале были выполнены перевод и комментирование трудов Птолемея и инд. астрономич. сочинений - сиддхант. Центром переводческой деятельности был "Дом мудрости" и обсерватория при нём в Багдаде. Переводы инд. астрономич. трактатов были сделаны аль-Фазари - отцом (ум. ок. 777) и сыном (ум. ок. 796), и Якубом ибн Тариком (ум. ок. 796). Отправляясь от греч. методов моделирования движения небесных тел и инд. расчётных правил, араб. астрономы разработали способы определения координат светил на небесной сфере, а также правила перехода от одной из трёх употребляемых систем координат к другой. Даже в трактатах по астрологии содержались элементы важных естеств.-науч. знаний. Широкое распространение получили зиджи - собрания таблиц и расчётных правил сферич. астрономии. До нас дошло ок. 100 зиджей 13-15 вв. Около 20 из них составлены на основании собственных наблюдений авторов в обсерваториях многих городов: Бируни в Газни, Баттани в Ракке, Ибн Юнуса в Каире, Насирэддина Туей в Марате, Каши в Самарканде и др. Значит. точности добились араб. астрономы в измерении наклона эклиптики. При халифе Мамуне (9 в.) было проведено измерение градуса меридиана для определения размеров земного шара.

Продолжалась дальнейшая разработка наследия антич. механики [трактат Ибн Курры о рычажных весах - кора-стуне; трактаты Бируни, Омара Хайяма, аль-Хазини (12 в.) об определении удельных весов металлов и минералов]. Цикл работ по общим вопросам механики ведёт начало от перевода и комментирования трудов Аристотеля. Среди комментаторов естественнонаучных сочинений Аристотеля были Бируни и Ибн Сина.

Многие учёные работали в области минералогии [соч. Бируни, Ха-зини, учёного и врача ар-Рази].

Сведения по физике, в частности физике атмосферы и геофизике, содержатся в "Каноне Масуда", "Минералогии" Бируни, в "Книге знания" Ибн Сины. "Оптика" Ибн аль-Хайсама была широко известна в Зап. Европе.

Большие успехи были достигнуты в медицине. "Канон врачебной науки" Ибн Сины долго был осн. руководством в мед. практике как на ср.-век. Востоке, так и в Зап. Европе. Среди сочинений Бируни имеется трактат по фармакологии. Известен свод мед. знаний ар-Рази (864-925). Разрабатывались вопросы хирургии, офтальмологии, терапии,психиатрии.

Нек-рое развитие получили химия (см. Алхимия) и ботаника.

География. По обилию географич. сведений, разнообразию жанров и количеству произведений араб. географич. литература не имеет аналогии в ср.-век. географии. Араб. географы и путешественники оставили описание всего мусульм. Востока, а также ряда стран, в т. ч. Европы, Сев. и Центр. Африки, побережья Вост. Африки и Азии вплоть до Кореи, островов Малайского архипелага. Их труды являются важнейшим, а иногда единственным свидетельством о мн. народах средневековья. Характерным для араб. географич. науки является то, что в своих теоретич. построениях она исходила, вопреки накопленным ею реальным сведениям о географии Земли, из птолемеевской картины мира и его географич. теории. Картографич. материал обычно воспроизводил карты Птолемея или схема-тич. карты, восходившие к древнеиран. прототипам.

Географич. представления доисламских арабов отражены в древней поэзии и Коране. Появление на рубеже 8-9 вв. переводов и обработок астрономо-географич. трудов антич. авторов, особенно Птолемея, положило начало араб. науч. географии, применявшей расчётные правила и таблицы сферич. астрономии. Высшим достижением этой отрасли араб. географии наряду с трудами Баттани и Хорезми являются астрономо-географич. и геодезич. соч. Бируни. В 9 в. появились и первые образцы описательной географии [соч. Ибн Хордадбеха (ок. 820- ок. 912/913), Кудамы ибн Джафара (1-я пол. 10 в.), аль-Якуби (ум. 897 или 905)], а также рассказы о путешествиях, содержащие фантастич. и реальные сведения о странах и народах за пределами Халифата (сб. Абу Зайда ас-Сирафи, нач. 10 в.; соч. Бузурга ибн Шахрияра и др.). Жанр описания путешествий развивался и в последующем (записки Ибн Фадлана, 10 в., Абу Дулафа, 10 в.; дневники путешествий Абу Хамида аль-Гарнати, ум. 1170, Ибн Джубайра, ум. 1217, и Ибн Баттуты, 1304-1377, описание путешествия в Россию патриарха Макария Антиохийского и др.).

Расцвет араб. географич. лит-ры падает на 10 в. Особенно значительными были труды представителей классич. школы араб. географии, посвящённые описанию торг. путей и областей мусульм. мира и содержащие богатейший географич. и историко-культурный материал (труды аль-Истахри, Ибн Хаукаля, 10 в., аль-Мукаддаси, 946/947 - ок. 1000). В 11-14 вв. возникли жанры географич. словарей и общих описаний Вселенной - космографии, суммировавшие накопленный ранее географич. материал (словари Якута, 1179-1229, аль-Бакри, ум. 1094, космографии аль-Казвини, ум. 1283, ад-Димашки, ум. 1327, Абу-ль-Фиды). В Европе наибольшую известность получил алъ-Идриси (1100-1165 или 1161"). Его соч. с 70 картами считалось лучшим географич. трактатом в ср. века. Помимо описания мусульм. Востока, оно содержит разнообразные сведения о странах и народах Зап. и Вост. Европы. Последующее развитие географии шло преим. по линии создания обширных компиляций, особенно космографии и историко-топографич. описаний отд. городов и стран (напр., соч. алъ-Макризи). Большую ценность представляют географич. разделы в соч. ан-Нувайри, аль-Умари, аль-Калька-шанди и др. Крупным вкладом в араб. географич. науку явились труды лоцмана Васко да Гамы - Ибн Маджида (15 в.) и аль-Мехри (16 в.), обобщившие теорию и многовековую практику араб. мореплавания.

Философия. Осн. содержанием истории ср.-век. араб. философии явилась борьба вост. перипатетиков (см. Перипатетическая школа), исходивших из эллинистич. наследия, и сторонников религ.-идеалистич. учений. Предыстория возникновения на араб. Востоке собственно филос. мысли относится ко 2-й пол. 8 в. и связана с мутазилитами, ранними представителями рационального богословия (калама), к-рые, начав с обсуждения вопросов о божеств. атрибутах и свободе воли, кончили разработкой концепций, не только выходивших за рамки религ. проблематики, но и подрывавших веру в нек-рые осн. догматы ислама. Так, последовательно проводя идею монотеизма, мутазилиты отвергали наличие у бога положит. атрибутов, дополняющих его сущность; отрицая же в нём, в частности, атрибут речи, они отвергали представление об извечности Корана и на этом основании делали вывод о допустимости его аллегорич. толкования. Мутазилиты развивали концепцию разума как единственного мерила истины и положение о неспособности творца изменять естеств. порядок вещей. В среде мутази-литов была распространена идея атомарного строения мира. Т. о., они, с одной стороны, положили начало рациональной геологии, с другой - расчистили почву для зарождения чисто филос. свободомыслия перипатетиков.

В качестве реакции на идеи мутазилитов развивалась доктрина ашаритов (последователей аль-Ашари, 873 или 874- 935/936), направивших рациональную теологию в русло филос. защиты догматов о божеств. провидении и чуде (именно с этой доктриной часто связывают термин "калам" и гл. обр. её представителей называют мутакаллимами). Согласно учению ашаритов, природа оказывалась нагромождением ничем не связанных между собой и ежемгновенно воссоздаваемых богом атомов и их качеств; в мире, утверждали они, нет причинно-следств. отношений, ибо всевышний способен в любой момент придать любому предмету любую форму и любое движение.

В противовес как умозрениям теологов, так и учениям перипатетиков развивался суфизм. Используя вместе с элементами мусульм. мировоззрения идеи гностицизма и неоплатонизма, суфии разработали учение о путях, ведущих человека через отречение от мирских страстей и богомыслие к созерцанию бога в мистич. интуиции и конечному с ним слиянию. Вместе с тем на нек-рых этапах своего развития суфийские идеи подвергались толкованиям в духе натуралистич. пантеизма.

Мистика суфиев, на первых порах подвергавшаяся преследованиям со стороны ортодоксального духовенства, была узаконена алъ-Газали (1059-1111) - крупнейшим представителем религ.-идеалистич. философии. В своей критике "еретических" и "противоверных" взглядов перипатетиков Газали отстаивал наряду с мистич. суфизмом положения ашаритов, отказываясь, однако, принять их атомистич. теорию. Одним из влиятельных представителей суфизма можно считать также Ибн алъ-Араби (1165- 1240).

В основе вост. перипатетизма лежала философия Аристотеля, перешедшая к арабам при посредстве сирийских переводчиков, отчасти в интерпретации афинской и александрийской школ, а также другие антич. учения, в частности поли-тич. теория Платона. Толкования Аристотеля вост. перипатетиками открывали возможность для атеистич. и даже мате-риалистич. концепций. Так, положение о двойств. истине, в скрытом виде содержавшееся уже в учении мутазилитов, предполагало аллегорич. толкования догматов ислама.

Основоположником вост. перипатетизма был алъ-Кинди (ок. 800-879), к-рый первым в араб. философии изложил содержание осн. трудов Аристотеля. Он же впервые представил (на основе восходящей к Александру Афродизийскому классификации интеллектов) рациональное познание как приобщение разума индивида к универсальному, божеств. разуму. Деизм Кинди, его представление о боге как о безликой "отдалённой причине", развивался в рамках неоплатонической теории эманации аль-Фараби. Онтологич. и гносеологич. идеи Фараби углубил и детализировал крупнейший мыслитель средневековья Ибн Сина, утверждавший вечность материи и независимость частных явлений жизни от божеств. провидения.

В 12 в. центр филос. мысли перемещается на 3. мусульм. мира - в Испанию. Здесь в Андалусии разрабатывают сходные гуманистич. темы Ибн Баджа, размышляющий о способности человека посредством чисто интеллектуального совершенствования, без мистич. озарения, достичь полного счастья и слиться с деятельным разумом, и Ибн Туфайль, в филос. робинзонаде описывающий историю освоения и познания природы человечеством, излагающий одновременно в аллегорич. форме концепцию двойств. истины. Однако своей вершины андалус-ская, а вместе с ней и вся ср.-век. араб. философия достигает в творчестве Ибн Рушда, отстаивавшего от нападок ашаритов и Газали идеи перипатетизма и создавшего самостоят. филос. учение. Отвергая учение Ибн Сины о внедрении форм в материю извне, Ибн Рушд выступил с тезисом об имманентности форм самой материи. Он отрицал также бессмертие индивидуальных душ, считая вечным лишь человеческий интеллект, приобщающийся к деятельному божеств. разуму, к-рый воплощает предельную цель человеческого знания. Большую роль в истории ср.-век. философии сыграла разработка Ибн Рушдом концепции двойств. истины.

Другим крупным мыслителем араб. Запада был Ибн Хальдун, по праву считающийся одним из основоположников философии истории.

Араб. философия обрела вторую жизнь в Европе - в деятельности аверроистов (последователей Ибн Рушда, см. Аверроизм) и др. борцов против офиц. идеологии католицизма.

Историческая наука. Арабская (арабоязычная) историография как самостоятельная дисциплина выделилась на рубеже 8-9 вв. Первые записи ист. содержания относятся к кон. 7 в. Материалом для ранних памятников ист. лит-ры на араб. яз. послужили историко-генеа-логич. предания араб. племён, полулегендарные сообщения о доисламских гос-вах в Юж. Аравии и об араб, княжествах в Сирии (Гассаниды) и в Ираке (Лахмиды), а также религ.-ист. предания о возникновении и распространении ислама, особенно о деятельности Мухаммеда и его сподвижников. Принятая в араб. историографии схема всемирной истории сложилась под влиянием коранич. представления о прошлом, как о последовательном ряде пророческих миссий, и построений мусульм. генеалогов и экзегетов 7-8 вв., связавших генеалогич. дерево арабов с библейской "таблицей народов". Значит. роль в создании историографии сыграли развитие астрономич. знаний (установление хронологии всемирной истории) и использование материалов иран. историко-эпич. предания (переводы "Книги царей" сасанидского Ирана), а также апокрифич. иудейско-христ. преданий. Ср.-век. араб. историография исходит из теологич. истолкования хода всемирной истории как осуществления божеств. з