загляните на купон-скидку или справочники: окна kbe, окна veka, окна rehau, остекление балкона, остекление лоджии, изготовление окон, монтаж окон, остекление, производство окон, металлопластиковые окна, окна пвх, пластиковые окна, установка окон, стеклопакеты и евроокна.



ВСЁ О СТРОИТЕЛЬСТВЕ, ЖЕЛЕЗОБЕТОНЕ, БЕТОНЕ, АРХИТЕКТУРЕ И НЕ ТОЛЬКО...:
ОПРЕДЕЛЕНИЯ:

АСФАЛЬТИРОВАНИЕ, устройство асфальтобетонных покрытий на автомобильных дорогах, улицах, аэродромах и т. п. путём укладки и уплотнения асфальтобетонной смеси по предварительно подготовленному основанию. В зависимости от назначения покрытия асфальтобетонную смесь (асфальтобетон) укладывают в один или два слоя на основание из щебня, гравия (нежёсткое основание) или бетона (жёсткое основание). Нижний слой толщиной 4-5 см устраивают из крупно- или среднезерни-стой смеси с остаточной пористостью 5-10% ; верхний слой толщиной 3-4 см-из средне- или мелкозернистой смеси (остаточная пористость 3-5%). При тяжёлых нагрузках и интенсивном движении транспорта покрытия устраивают 3-4-слойными общей толщиной 12-15 см. АСФАЛЬТИРОВАНИЕ начинается с очистки основания от пыли и грязи механич. дорожными щётками и поливомоечными машинами, исправления неровностей основания, обработки его поверхности жидким битумом или битумной эмульсией. Асфальтобетонная смесь приготовляется в асфальтобетоно-смесителях на стационарных или полустационарных заводах (установках), доставляется на место автомобилями-самосвалами и загружается в приёмный бункер асфалътобетоноукладчика, к-рый укладывает, разравнивает и предварительно уплотняет смесь. Окончат. уплотнение осуществляется катками дорожными. .


КОММУНАЛЬНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО, отрасль строительства, занятая сооружением объектов, связанных с обслуживанием жителей городов, посёлков городского типа, районных сельских центров и населённых пунктов сельской местности. В числе этих объектов: системы водоснабжения и канализации с очистными сооружениями и сетями; сооружения городского электрического транспорта с путевым, энергетическим хозяйством, депо и ремонтными предприятиями; сети газоснабжения и теплоснабжения с распределительными пунктами, районными и квартальными котельными; электрические сети и устройства напряжением ниже 35 кв; гостиницы; городские гидротехнические сооружения; объекты внешнего благоустройства населённых мест, озеленения, дороги, мосты, путепроводы, ливнестоки; предприятия санитарной очистки, мусороперерабатывающие и др. Планомерное развитие КОММУНАЛЬНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА в СССР началось ещё в 1-й пятилетке и осуществлялось нарастающими темпами до начала Великой Отечеств, войны 1941-45. В годы 4-й пятилетки (1946-50) проводились работы по восстановлению объектов коммунального назначения, разрушенных во время нем.-фаш. оккупации. В последующие годы КОММУНАЛЬНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО велось высокими темпами в связи с бурным развитием промышленности, культуры, увеличением численности городов и посёлков городского типа .
ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО, теория и практика планировки и застройки городов (см. Город). ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО определяют социальный строй, уровень развития производственных сил, науки и культуры, природно-климатичие условия и национальные особенности страны. ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО охватывает сложный комплекс социально-экономических, строительно-технических, архитектурно-художественных, а также санитарно-гигиенических проблем. Общим для ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО досоциалистических формаций является большее или меньшее влияние на него частной собственности на землю и недвижимое имущество..
ЗЕЛЁНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО, составная часть современного градостроительства. Городские парки, сады, скверы, бульвары, загородные парки (лесопарки, лугопарки, гидропарки, исторические, этнографические, мемориальные), национальные парки, народные парки, тесно связанные с планировочной структурой города, являются необходимым элементом общегородского ландшафта. Они способствуют образованию благоприятной в санитарно-гигиеническом отношении среды, частично определяют функциональную организацию городских территорий, служат местами массового отдыха трудящихся и содействуют художественной выразительности архитектурых ансамблей. При разработке проектов садов и парков учитывают динамику роста деревьев, состояние и расцветку их крон в зависимости от времени года.

Главная страница
Поиск по сайту
Оглавление страниц

Объяснение слов: словарь, справочник, информация. Строительство, экономика, промышленность - все сферы жизни: от А до Г, от Г до П и от П до Я

ния ледники достигали во время среднеплейстоценового - днепровского - оледенения Восточно-Европейской равнины, к-рое обычно сопоставляют с рисским в Альпах и иллинойсским в США (см. карту антропогеновых оледенений). Общая площадь ледников на Земле увеличилась тогда примерно втрое по сравнению с современной. Материковые льды спускались на Ю. Восточно-Европейской равнины до 48°30', а в США почти до 37° с. ш. Ср. годовые темп-ры в Европе понижались приблизительно на 6-8°С; область развития многолетнемёрзлых пород распространялась до Юж. Франции. Не менее суров был климат и во время верхнеплейстоценовых оледенений [калининское и осташковское (валдайское), вюрмское, висконсинское], хотя площади, занятые их льдами, были значительно меньшими.

Во время ледниковий резко изменялась зональность климата и растительности на суше не только из-за похолодания, но и вследствие изменения общей циркуляции атмосферы под воздействием огромных массивов материковых льдов. В прилежащих к ним областях климат иссушался и возникала широкая перигляциальная зона со своеобразным ландшафтом, сочетавшим признаки тундры и степи. Лесная зона умеренного пояса оттеснялась к Ю., суживалась, а местами и вовсе исчезала, так что перигляциальная тундро-степь прямо смыкалась с расположенными южнее настоящими степями. В этой обширной засушливой полосе формировались лёссы и лёссовидные породы и обитала "ледниковая" фауна, в состав к-рой входили вымершие к наст. времени мамонты (Mammuthus) и шерстистые носороги (Coelodonta antiquitatis) и живущие в тундре овцебыки, сев. олени, песцы, лемминги, полярные куропатки, заходившие на Ю-до предгорий Крыма и Сев. Кавказа, а также явно степные и лесостепные формы - лошади, сайга, бизоны, больше-рогие олени и т. п. Ещё южнее, в зоне пустынь и полупустынь субтропич. и тропич. пояса, ледниковьям соответствовали фазы значит. увлажнения климата - плювиалы, во время к-рых возникали крупные пресные и солоноватоводные озёрные (ныне высохшие) водоёмы. Даже во внутр. области Сахары тогда проникали такие влаголюбивые животные, как гиппопотам и крокодилы.

Во время межледниковий восстанавливалась близкая к современной зональность, а климат становился иногда даже теплее современного. Так, в микулииское (земское) межледниковье Европы широколиста. леса произрастали на широте Вологды, где теперь располагается тайга. В зоне пустынь и полупустынь межледниковьям соответствовали фазы иссушения климата - ариды.

На образование материковых ледников расходовались огромные массы воды, заимствовавшейся из океанов и после стаивания льдов вновь в них возвращавшейся. Это вызывало общие, т. н. эвстатические, колебания уровня моря. Во время ледниковий он понижался по разным подсчётам на 85-120 м по отношению к современному, причём большая часть материковой отмели Сев. Евразии и Сев. Америки обсыхала (о чём свидетельствуют сохранившиеся в рельефе дна их окраинных морей затопленные речные долины, древние береговые линии и пр.). Британские о-ва неоднократно соединялись с материком Европы, а на месте Берингова прол. возникал "мост" суши между Азией и Америкой. По этому мосту в Евразию проникали нек-рые сев.-амер. животные (напр., сев. олени), а в Сев. Америку - нек-рые евразиатские (напр., мамонты). Через этот же мост не более 20-30 тыс. лет назад произошло и заселение Америки человеком.

В межледниковья уровень моря вновь приближался к современному или даже несколько превышал его, в связи с чем затапливались нек-рые низменные окраины континентов. Но местами, напр. на С.-В. Европ. части СССР и на севере Зап.-Сибирской равнины, наступание моря на сушу было связано с местными тектонич. опусканиями и по времени иногда совпадало с оледенениями. Поэтому здесь наряду с континентальными моренами встречаются и лсдниково-мор. отложения.

Изменения климата и колебания уровня моря в ослабленной форме происходили и в течение послеледникового, или голоценового; времени (т. е. за последние 10 тыс. лег). Так, наибольшее потепление климата в Европе имело место ок. 5-6 тыс. лет назад (т. н. послеледниковый климатич. оптимум), после чего произошло нек-рое похолодание.

В течение А. п. происходили мощные тектонич. движения земной коры, особенно сильно проявившиеся в поясе альпийской складчатости Евразии, в зоне молодых складчатых структур по периферии Тихого ок. и в горных системах Центр. Азии и юга Азиатской части СССР (Тянь-Шань, Алтай, Саяны и пр.). В течение значит. части плейстоцена по периферии Тихого ок., на Кавказе, в Исландии, Вост. Африке и нек-рых др. р-нах более интенсивно, чем ныне, проявлялся вулканизм.

С А. п. связана история возникновения и становления человека (см. Антропогенез).

Несмотря на изменения в очертаниях сущи и моря, они в течение А. п. мало отличались от современных, н поэтому на поверхности нынешней суши преобладают континентальные антропогеновые отложения. Среди них различают ряд генетич. типов, отличающихся динамикой накопления, строением и составом. Кроме упомянутых уже отложений ледникового комплекса и лёссов, широко распространены: аллювий, пролювий, озёрные отложения, эоловые пески и элювий. В разных частях континентов они играют неодинаковую относит. роль (см. карту). Все эти отложения служат субстратом совр. почв, являются важнейшими объектами инженерно-геол. изысканий, гл. источником добычи мн. строит. материалов (пески, гравий, кирпичные глины и т. п.), торфа, с ними связаны россыпи благородных металлов, алмазов и др. полезных минералов. Особенности теоретич. проблем и своеобразие методики изучения отложений А. с. (п.)привели к выделению самостоят. отрасли науки - четвертичной геологии.

Лит.: Герасимов И. П. и Марков К. К., Ледниковый период на территории СССР, М.- Л., 1939; Громов В. И., Палеонтологическое и археологическое обоснование стратиграфии континентальных отложений четвертичного периода на территории СССР, [М., 1948];

Москвитин А. И., Вюрмская эпоха (неоплейстоцен) в Европейской части СССР, М., 1950; его же. Плейстоцен Европейской части СССР, М., 1965; Сакс В. Н., Четвертичный период Советской Арктики, 2 изд., Л.- М., 1953; Яковлев С. А., Основы геологии четвертичных отложений Русской равнины (Стратиграфия), М., 1956; Материалы по четвертичному периоду СССР. [Сб. статей], в. 1-3, Л.-М., 1936-52; Хронология и климаты четвертичного периода. [Сборник], М., 1960; Стратиграфия четвертичных (антропогеновых) отложений азиатской части СССР и их сопоставление с европейскими, "Тр. Геологического ин-та АН СССР", 1960, в. 26; Марков К. К., Лазуков Г. И., Николаев В. А., Четвертичный период (Ледниковый период - антропогеновый период),т. 1-3, М., 1965-67; 3аморiй П. К., Четвертиннi вiдклади Украiнськоi РСР, ч. 1, К., 1961; Флинт Р. Ф., Ледник и палеогеография плейстоцена, пер. с англ., М., 1963; Цейнep Ф., Плейстоцен, пер. с англ., М., 1963; Реnk A., Bruckner E., Die Alpen im Eiszeitalter, Bd 1 - 3, Lpz., 1909; Woldstaadt P., Das Eiszeitalter, 2 Auf.., Bdi-2, Stuttg., 1954-58; Сharlesworth J. K., The quaternary era, v. 1 - 2, L., 1957. Е. В. Шанцер.

АНТРОПОГЕОГРАФИЯ (от антропо... и география), немарксистская школа в экономич. географии (особенно в географии населения), трактующая место человеческого общества в комплексе географич. явлений и его взаимодействия с природной средой в основном с позиций географическою детерминизма. В своих попытках объяснения обществ. явлений А. следует идеям т. н. географической школы в социологии. Идеи А., как и этой школы, восходят к философам и социологам 18 в. (Ш. Л. Монтескье, Ж. Бюффон, Франция), к-рые стремились вывести "дух законов общественного развития" из природных условий, в частности из климата. В наиболее законченном виде А. была разработана немецким географом, этнографом и социологом Ф. Ратцелем, к-рый вскрыл большую, чем считала А. раньше, сложность связей человека с окружающей средой, но вместе с тем объявил задачей А. "выяснение влияния природы на дух и тело индивидов и народов" и выводил переход от низших стадий хоз. развития к высшим лишь из возрастания плотности населения. Он стал усиленно связывать с А. и понятия политич. географии и даже нац. психологии народов; впоследствии идеи А. были широко использованы геополитикой.

А. претендовала на универсальность выводимых ею "законов"; при этом её приверженцы не смогли понять опосредствованный (через производств. звенья) характер влияния природы на общество, не сумели оценить и обратного воздействия общества на природную среду его обитания. А., бывшая в нач. 20 в. ведущей школой в нем. экономич. географии (Э. Фридрих, К. Гассерт, отчасти О. Шлютер и др.), почти не уделяла внимания производству, толкуя его лишь в плане "занятий населения". В 20 в. идеи А. легли в основу амер. школы инвай-ронментализма, гл. представитель к-рой Э. Семпл сделала попытку изложить в духе ратцелевой А. историко-географич. развитие США. Ещё более вульгарными были попытки Э. Хантингтона объяснить историч. развитие стран их климатом. Нек-рые идеи А. оказали известное влияние на франц. школу "географии человека", но в целом географич. детерминизм А. этой школой принят не был (см. Географический поссибилизм).

В России идеи А. в 1-й четв. 20 в. пропагандировали Л. О. Синицкий, А. А. Крубер и др. В СССР А. не получила признания; в бурж. же географии идеи А. в той или иной мере и ныне используются во многих работах.

Лит.: Баранский Н. Н., Учет природной среды в экономической географии, в его кн.: Экономическая география. Экономическая картография,М., 1956; Бэр К.Э., О влиянии внешней природы на социальные отношения отдельных народов и историю человечества, в кн.: Карманная книжка для любителей землеведения, издаваемая от Русского географического общества, за 1848, 2 изд., СПБ, 1849; Иванов-Омский И. И., Исторический материализм о роли географической среды в развитии общества, [М.], 1950; Крубер А., Общее землеведение, ч. 3, кн. 3, М., [1922]; Синицкий Л. О., Очерки землеведения (Антропогеография), в. 1, М.-П., 1923; Ratzel Fr., Anthropogeographie, Bd 1 - 2, В., 1882-91; Semple E.. Influences of geographic environment on the basis of Rat-zel's system of anthropo-geography, N. Y., 1927; её же, American history and its geographic conditions, Boston-N. Y., 1903. В. В. Покшишевский.

АНТРОПОИДЫ (от антропо... и греч. eidos - вид), семейство обезьян; то же, что человекообразные обезьяны.

АНТРОПОЛОГИЗМ, филос. концепция, представители к-рой усматривают в понятии "человек" осн. мировоззренч. категорию и утверждают, что только исходя из неё и можно разработать систему представлений о природе, обществе и мышлении. Сторонники А. отстаивают либо материалистич., либо идеалистич. взгляды. Наиболее значит. представителями материалистич. А. были К. Гельвеции, Л. Фейербах и Н. Г. Чернышевский. Ввёл и универсально обосновал антропологич. принцип в философии Фейербах. Категория "человек" была выдвинута им как антитеза "идеи" и "духа" - понятий, в к-рых резюмировался господствовавший в тот период объективный идеализм. Начиная со 2-й пол. 19 в. быстро развиваются идеалистич. варианты А. (Ф. Ницше, В. Дилътей, Г. Зиммель). Наиболее полное его обоснование было дано М. Шелером, одним из создателей совр. идеалистич. философской антропологии. Её приверженцы (А. Гелен и др.), а также близкие им по духу философы-экзистенциалисты выдвигают категорию "человек" в качестве антитезы понятий "общество" и "природа". Ограниченность А. проявляется прежде всего в абстрактном и одностороннем понимании самого человека, в неумении учесть особенности его жизнедеятельности как обществ. существа. А. в любых его вариантах означает идеализм в понимании общества, сведение объективных социальных отношений между людьми к идеалистически понятым связям между "Я" и "Ты". Как методологич. принцип А. получил распространение в немарксистской социологии, этике, эстетике. Подробнее см. Философская антропология.

Лит.: Энгельс Ф., Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии, Маркс К., Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 21; Ленин В. И., Философские тетради, Полн. собр. соч., 5 изд., т. 29, с. 64; История философии, т. 5, М., 1961, гл. 7, разд. 1; Корнеев П. В., Современная философская антропология, М., 1967. Э. Ю. Соловьев.

АНТРОПОЛОГИИ ИНСТИТУТ им. Анучина Московского государственного университета имени Ломоносова, научно-исследовательское учреждение, разрабатывающее осн. проблемы антропологии. Осн. в 1922 Д. Н. Анучиным на базе музея и кафедры антропологии. Важное место в проблематике А. и. занимает изучение конституции человека, его физ. развития, динамики морфологич. и физиол. особенностей растущего организма, влияния на него различных биол. и социальных факторов. Проводятся исследования, посвящённые теоретич. вопросам становления человека в свете диалектико-материалистич. методологии, в частности стадиальности в эволюции гоминид, соотношению биол. и социальных факторов на разных этапах становления человека как вида. Изучаются антропологич. состав древнего и совр. населения СССР, факторы расообразования, возрастная динамика расовых признаков, вопросы серологии, дерматоглифики и т. д. А. и. ведёт работы по прикладной антропологии, в частности разрабатывает размерные стандарты человеческого тела для различных нужд пром-сти. Результаты исследований публикуются в сб. "Вопросы антропологии" и др. изданиях. В состав А. и. входит в качестве одного из отделов музей, осн. в 1879, с многочисл. остеологич., приматоведч., археологич. и этно-графич. коллекциями. М. И. Урысон.

АНТРОПОЛОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА УГОЛОВНОГО ПРАВА, одно из направлений в бурж. теории уголовного права. Возникла в 70-х гг. 19 в. Родоначальник - проф. судебной медицины из Турина (Италия) Ч. Ломброзо (иногда это направление наз. ломброзианством); ближайшими его последователями были итал. учёные Э. Ферри и Р. Гарофало. Наибольшее распространение А. ш. у. п. получила в период империализма, когда преступность, особенно профессиональная, стала принимать угрожающие размеры. Почти полностью игнорируя социальные условия и причины существования преступности, бурж. юристы - представители т. н. классической школы уголовного права - заявляли о том, что для борьбы с преступностью достаточно хорошо разработанного уголовного права. Поскольку стало очевидным, что уголовное право, основывавшееся на теориях классической школы, было не способно сдерживать рост преступности, возникла необходимость в разработке нового подхода к решению указанных проблем. Таким образом, А. ш. у. п. явилась определённой реакцией на ограниченный догматич. характер классич. школы, практически не принимавшей во внимание при решении вопроса об уголовной ответственности личность преступника. Однако, если классич. школа обосновывала зависимость уголовной ответственности только от деяния (концепция т. н. "уголовного права деяния" - Tatstrafrecht), то А. ш. у. п. при решении вопроса об уголовной ответственности учитывала лишь личность преступника (концепция т. н. "уголовного права деятеля", т. е. лица, совершившего преступление,- Taterstrafrecht).

Ломброзо сформулировал положение о прирождённом преступнике, согласно к-рому нек-рые лица уже рождаются преступниками и об этом можно судить по их определ. физ. особенностям. Эти особенности внешнего строения человеческого тела - антропологич. признаки (отсюда назв. школы)-определяют психику человека, весь его внутр. мир, в т. ч. и его преступные наклонности. По мнению Ломброзо, прирождённый преступник унаследовал физиол., психич. и нравств. качества первобытного человека. Сторонники школы, деля прирождённых преступников на 3 типа (убийц, воров и изнасилователей), считали, что убийцы, напр., обладают след. характерными антропологич. признаками: стеклянные, холодные глаза, налитые кровью, большой, часто орлиный, загнутый вниз нос, развитые клыки, челюсти и скулы. Помимо особенностей лица, к-рые Ломброзо считал наиболее значительными для диагностики преступного типа, не отрицалась роль физиол. и нравств. особенностей. Ломброзо и его последователи считали, что прирождённые преступники составляют до 40% общего числа преступников (остальные - случайные преступники). Поскольку прирождённый преступник, по мнению Ломброзо, рано или поздно должен совершить преступление, нужно заблаговременно принять в отношении его соответств. меры безопасности (а не меры наказания). Такая позиция означала отказ от законности в борьбе с преступностью и в этом прежде всего заключается реакционность А. ш. у. п. Антинар. направленность школы особенно проявлялась в её оценках и рекомендациях в связи с революц. борьбой трудящихся. Напр., в книге Ломброзо и Р. Ласка "Политическая преступность и революция" (1890) авторы пытались доказать, что революционеры, активные деятели Парижской Коммуны, были прирождёнными преступниками. Чисто био-логич. причинами объясняли Ломброзо и его сторонники женскую преступность и проституцию (см. кн. Ч. Ломброзо и Г. Ферреро, "Женщина - преступница и проститутка", 1893).

Под влиянием критики А. ш. у. п. претерпевала изменения. Так, со временем Ломброзо перестал считать преступность только атавизмом и выдвинул положение о том, что она обусловливается ещё "нравственным помешательством" и эпилепсией, он стал признавать влияние на преступность нек-рых социальных факторов. В рамках А. ш. у. п. возникали новые течения и направления (т. н. неоломброзианство), но в целом концепция Ломброзо сохраняла свою биокриминальную сущность. Взгляды последователей А. ш. у. п. исключали подлинно науч. изучение причин преступности, т. к. из сферы исследования почти полностью исключались социальные основы преступности- неизбежного явления в условиях эксплуататорского общества. Ряд положений А. ш. у. п. нашёл применение в империалистич. гос-вах для борьбы с деятелями революционного демократич. и национально-освободит. движения. На положениях А. ш. у. п., в частности, основывалась и фашистская расовая теория (один из ломброзианцев Э. Ферри стал фашистом). Ломброзианство стало основой биокриминологии.

Лит.: Решетников Ф. М., Уголовное право буржуазных стран, в. 2, Классическая школа и антрополого-социологическое направление, М., 1966. Н. А. Стручков.

АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЕ ТИПЫ, группы людей, объединённых общим происхождением, проявляющимся в общности наследственных физич. признаков. В широком смысле А. т. являются синонимом человеческих рас. Чаще, однако, под А. т. подразумевают мелкие единицы антропологич. классификации, относящиеся к одной большой расе (европеоидной, монголоидной, негроидной и т. п.).

АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЙ ПРИНЦИП, см. Антропологизм.

АНТРОПОЛОГИЯ (от антропо... и ... логия), наука о происхождении и эволюции человека, образовании человеческих рас и о нормальных вариациях физического строения человека. Обоснование места А. среди других наук было дано Ф. Энгельсом, определившим её как науку, опосредствующую "...переход от морфологии и физиологии человека и его рас к истории" ("Диалектика природы", 1969, с. 158). За рубежом в А. включают обычно, кроме естеств. истории человека, также этнографию и археологию.

А., в принятом в сов. науке понимании, содержит след. осн. разделы: морфологию человека, учение об антропогенезе и расоведение. С сер. 20 в. усиленно развивается комплекс дисциплин, объединяемых под назв. "биология человека".

Морфология человека подразделяется на соматологию и мерологию. Соматология изучает закономерности индивидуальной изменчивости человеческого организма в целом, половой диморфизм в строении тела, возрастные изменения размеров и пропорций от зародышевого периода до старости, влияние различных биол. и социальных условий на строение тела, конституцию человека. Этот раздел наиболее тесно соприкасается с медициной и имеет существ. значение для установления норм физ. развития и темпов роста, для геронтологии и т. п. Мерология изучает вариации отд. частей организма. Сравнительно-анатомич. исследования, входящие в мерологию, посвящены выяснению сходств и различий каждого органа тела и каждой системы органов человека по сравнению с др. позвоночными животными, гл. обр. млекопитающими и в наибольшей степени с приматами. В итоге этих исследований выясняются родств. связи человека с другими существами и его место в животном мире. Палеоантропология изучает костные остатки ископаемых людей и близких родичей человека - высших приматов. Сравнит. анатомия и палеоантропология, а также эмбриология служат выяснению проблемы происхождения человека и его эволюции, вследствие чего они входят в учение об антропогенезе, тесно связанное с философией, а также с археологией палеолита, геологией плейстоцена, физиологией высшей нервной деятельности человека и приматов, психологией и зоопсихологией и др. В этом разделе А. рассматриваются такие вопросы, как место человека в системе животного мира,отношение его как зоол. вида к др. приматам, восстановление того пути, по к-рому шло развитие высших приматов, исследование роли труда в происхождении человека, выделение стадий в процессе человеческой эволюции, изучение условий и причин становления человека совр. типа.

Расоведение - раздел А., изучающий человеческие расы, иногда не вполне точно наз. "этнической" А.; последняя относится, строго говоря, только к изучению расового состава отд. этносов, т. е. племён, народов, наций, и происхождению этих общностей. Расоведение же, помимо названных проблем, изучает также классификацию рас, историю их формирования и такие факторы их возникновения, как селективные процессы, изоляция, смешение и миграции, влияние климатич. условий и вообще географич. среды на расовые признаки. В той части расовых исследований, к-рые направлены на изучение этногенеза, А. ведёт исследования совместно с языкознанием, историей, археологией. При изучении движущих сил расообразования А. вступает в тесный контакт с генетикой, физиологией, зоогеографией, климатологией, общей теорией видообразования. Изучение рас в А. имеет значение для решения мн. проблем. Оно важно для решения вопроса о прародине человека совр. вида, использования антропологич. материала как ист. источника, освещения проблем систематики, гл. обр. малых систематич. единиц, познания закономерностей популяционной генетики, уточнения нек-рых вопросов мед. географии. Расоведение имеет важное значение в научном обосновании борьбы против расизма.

В понятие "биология человека" нек-рые учёные включают почти всё содержание А., обогащённое методами и фактами смежных биол. дисциплин. Правильнее подразумевать под этим термином лишь очень важный раздел А., изучающий физиол., биохим. и генетические факторы, влияющие на вариации строения и развития человеческого организма. В частности, сюда должны входить исследования гемоглобинов крови, групп крови, явлений близнецовости, связей конституции человека с его физиол. и хим. особенностями и с его наклонностями к тем или иным заболеваниям; сюда же должны войти изучение наследственности нормальных признаков и популяционная генетика, охватывающая разнообразные вопросы (напр., устойчивость типа во времени, роль метисации и изоляции в пределах однородных по расовому составу групп). Не менее важно изучение влияния на морфологию человека питания, климата, состава почвы и воды, его способностей к адаптации в разных условиях среды.

Методы исследования. А. изучает вариации размеров и формы тела с помощью описания и измерения. Описательная методика получила назв. антро-поскопии, измерит. - антропометрии. В обработке антропометрич. материала велика роль статистич. методов. Важными методами антропологич. исследований являются краниология, остеология, одонтология, антропологич. фотография, снятие отпечатков кожных узоров ладоней и подошвенных поверхностей стоп, снятие гипсовых масок лица, получение гипсовых отпечатков внутр. полости черепа (эндокранов). В совр. А. распространены методы гематологич. исследований, а также методы микроацатомии, биохимии, рентгенологии, посемейного изучения, продольного (долговременного) и поперечного (единовременного) изучения групп, приёмы фракционирования массы тела, применение радиоактивных изотопов, различные фотометрич. методы и др. В расоведении большое значение получил т. н. географич. метод. т. е. картографирование значений отд. расовых признаков и "наложение" этих карт друг па друга. В сочетании с данными этнографии и истории географич. метод составляет основу расового анализа.

Особое значение в преподавании, в музейном деле, в криминалистике имеют приёмы восстановления живого облика человека по его черепу на основе изучения корреляции (связи) черепных особенностей с формой мягких частей лица. Эти работы в СССР в большом масштабе осуществляются с 1927 М- М. Герасимовым, а позднее и его сотрудниками.

Краткий историч. очерк. Ещё древние греки обогатили науку о человеке мн. наблюдениями и идеями. Медицина, гл. обр. в лице Гиппократа (ок. 460-377 до н. э.), осветила влияние климата и природы на заболевания и на физ. особенности людей. Он же своим учением о соках в организме человека и 4 темпераментах предсказал те пути, по к-рый впоследствии пошли исследования физиол. различий между типами конституции и связей этих различий с морфологич. особенностями (габитусом). Др. источником накопления фактов, к-рые впоследствии вошли в А., были наблюдения над разными народами, проделанные греч. путешественниками, в особенности Геродотом (5 в. до н. э.). Наибольший вклад в А. был сделан натуралистами и философами, к-рые ещё до н. э. обсуждали вопрос о роли руки в том высоком положении, к-рое человек занимает в мире (Сократ, Анаксагор), о выживании в природе тех существ, строение к-рых гармонично, и о неминуемом исчезновении уродливых форм (Эмпедокл). Аристотель построил "лестницу животных", расположив их по степени совершенства организации, и нашёл в этой системе место для человека над обезьянами и др. млекопитающими.

В эпоху Возрождения для развития антропологич. знаний большое значение имел общий прогресс в развитии науки и резко возросший интерес к физ. и духовной жизни человека. Огромный шаг вперёд был сделан в изучении анатомии человека, благодаря трудам Везалия,Леонардо да Винчи и др. Нек-рые из анатомов и художников уделяли большое внимание вариациям органов человека, а также разным типам его телосложения. Нем. художник А. Дюрер, напр., написал спец. трактат "Четыре книги о пропорциях" (1528).

Великие географич. открытия (15- 16 вв.) расширили горизонты антропологич. познаний, познакомив, хотя и поверхностно, европейцев с расовыми типами народов Вост. Азии (путешествия Плано Карпини, Рубрука, Марко Поло), населения Америки (X. Колумб), с народами Вост. Сибири (С. Дежнев), Огненной Земли и Океании (Ф. Магеллан). Значение кругосветного путешествия Магеллана было наиболее важно для А. в том отношении, что оно, подтвердив существование антиподов, показало несовместимость науки с библейской легендой о сотворении человека в "Святой земле". Значит. событием в истории А. 17 в. были первые описания анатомии антропоморфных обезьян, напр. англичанином Э. Тайсоном, в 1699 изучившим труп шимпанзе. В 18 в. были сделаны также первые более или менее серьёзные попытки построить научные гипотезы о происхождении человека и его месте в природе: во Франции - Ж. Ламетри, Д. Дидро, К. Гельвеции, Ж. Бюффон, в Германии - И. Кант, в России -А. Н. Радищев. Большое значение для А. имела деятельность швед. натуралиста К. Линнея, к-рый в труде "Система природы" (1 изд. 1735; 10 изд. 1758) выделил среди млекопитающих отряд приматов и подразделил его на четыре рода - человек, обезьяна, лемур и летучая мышь. В соответствии с созданной им двойной, или бинарной, номенклатурой Линней обозначил человека термином "Человек разумный" (Homo sapiens), подразделив на четыре расы, по числу хорошо известных тогда континентов - Человек разумный европейский, азиатский, африканский и американский. Это была далеко не единственная попытка дать классификацию чело-веч. рас в 18 в. Вслед за французом Ф. Бернье (1684) систему рас построили Ж. Бюффон, И. Кант, нем. анатом и антрополог И. Блуменбах и др. Сильно расширились знания об антропологич. типах Австралии и Океании- гл. обр. благодаря путешествиям Дж. Кука; Сибири - в результате экспедиций рус. учёных (см. ниже).

Продвинулось сравнительно анатомич. изучение приматов. Попытки разработать методы сравнит. описания в А. были сделаны голл. анатомом П. Кампером, предложившим применять сопоставление людей и животных по размеру лицевого угла. Важнейшим событием в истории А. было утверждение в биологии эволюционного учения. Франц. естествоиспытатель Ж. Ламарк и, в гораздо большей степени, Ч. Дарвин оказали огромное влияние на все разделы А., в особенности на разработку вопроса о положении человека в органич. мире. Ламарк посвятил проблеме антропогенеза в "Философии зоологии" (1809) несколько страниц, а Ч. Дарвин - два больших труда - "Происхождение человека и половой отбор" (1871) и "Выражение эмоций у человека и животных" (1872). В результате этих работ, а также сочинений последователей Дарвина, гл. обр. англ. учёного Т. Гексли и нем. учёного Э. Геккеля, усилился интерес к остаткам костей ископаемых обезьян и древних людей, к сравнительной анатомии и физиологии приматов, к палеолитическим орудиям и их геологич. датировке. Возросло внимание к изучению вариаций строения тела у человека и родственных форм, к вопросу о соотношении индивидуального развития человека и приматов и их положения в системе животных. В 20 в. было сделано огромное число находок ископаемых остатков высших приматов и человека - гигантопитеков, австралопитеков, питекантропов, неандертальцев и т. д. Большие заслуги в изучении этих материалов принадлежат франц. учёным М. Булю, А. Валлуа, Ж. Ривто, нем. учёному Г. Швальбе, англ. учёным А. Кизсу, У. Э. Ле Грос Кларку, Л. Лики, амер. учёным Ф. Вейденрейху, А. Хрдличке, голл. учёным Э. Дюбуа, Г. Г. Р. Кёнигсвальду, Л. Больку, швейц. учёным И. Хюрцелеру, А. Шульцу, чеш. учёному Э. Влчеку и мн. другим. Влияние эволюц. принципа распространилось и на изучение человеческих рас, вследствие чего классификац. таблицы сменились в расоведении построением "родословных древ". Развернулись исследования непрерывной изменчивости. Для возможности учёта малых различий между близкими расами были выработаны новые методы их определения, значительно более точные, чем прежние. Благодаря унификации методики достигается уменьшение ошибок исследования и возможность сопоставления результатов измерений, произведённых разными учёными. Статистич. обработка массовых материалов потребовала разработки математич. приёмов, к-рые позволили производить вычисление не только средних арифме-тич., но и показателей, характеризующих закономерности распределений и рассеяния признаков, а также степень связи между размерами (см.Биометрия). К 20 в. относится расцвет применения во всех областях А. математич. статистики, позволившей внести большую точность в изучение возрастной морфологии, индивидуальной изменчивости, профессиональной, спортивной и прикладной А. Серединой 19 в. датируется формирование А. как самостоят. науки. Наибольшая заслуга здесь принадлежит франц. хирургу, анатому и антропологу П. Брока, основавшему в 1859 Парижское антропологич. об-во, в программу к-рого входило изучение биологии человеческого рода в связи с его культурой. Вскоре после основания общества в Париже были организованы Лаборатория для антропологич. исследований (1868) и Школа антропологии (1875). Вслед за Францией приступили к организации антропологических учреждений и в др. странах - в Лондоне (1863), в Москве (1864), в Мадриде (1865), во Флоренции (1868), в Берлине (1869), в Вене (1870) и др. Возникновение этих обществ и место, к-рое заняло в науч. программах нек-рых из них изучение человеческих рас, отчасти объясняются историч. обстановкой того времени.

19 век характеризовался огромным размахом колониальной экспансии. Обществ. внимание в Европе было привлечено также к обострившемуся национальному вопросу. Борьба за свободу и единство Италии, судьба населения Эльзаса и Лотарингии после франко-прусской войны заставили задуматься, в частности, над разграничением понятий "нации" и "расы". Известно, что именно вопрос об отделении Ирландии от Англии побудил Т. Гексли к усиленной разработке понятия "раса". Ещё большую остроту получил расовый вопрос в связи с Гражд. войной в США между Сев. и Юж. штатами (1861-65). События эти оказали сильное влияние на позицию нек-рых антропологич. об-в в расовой проблеме. Так, президент Лондонского антропологич. об-ва Дж.Хант, сторонник рабовладения, в своей программной речи "Место негра в природе" выступил (1864) с попыткой научно обосновать "теорию" неравенства рас. Для 2-й половины 19 в. и 20 в. характерно стремление синтезировать две важные области А.- теорию антропогенеза и учение о расах. Отсутствие диалектич. понимания процесса эволюции человека при этом нередко вело к ложному представлению о совр. расах, как якобы находящихся на разных стадиях прогрессивного развития человечества. Появились реакц. направления, получившие назв. социальный дарвинизм, антропосоциология, политическая антропология и т. п. Эти лжеучения представляют собой различные формы расизма, к-рый лёг в основу государственной идеологии гитлеровской Германии и принёс неисчислимые бедствия человечеству. После разгрома нем. фашизма расистские теории продолжают распространяться в ряде зарубежных стран, особенно в ЮАР, Родезии, США. Правильный синтез расоведения и антропогенеза, а тем самым и методологич. обоснование А. как единой дисциплины, стали возможны только с принятием теории о качеств. своеобразии человеческой эволюции. Наиболее последовательно осуществилось применение этой теории в работах сов. антропологов, унаследовавших и продолживших прогрес. демократич. традиции своих предшественников и учителей.

А. ,в России зародилась в нач. 18 в. Основанная Петром I Кунсткамера может считаться колыбелью отечественных музеев, в к-рой важное место заняли ана-томич. препараты, а также препараты различных уродств. Основы для развития анатомии человека в России заложили труды А. П. Протасова, С. Г. Забелина, А. М. Шумлянского и др. В 18 в. была организована Великая Северная экспедиция (1733-43), причём в инструкции, к-рую составил участник экспедиции Г. Ф. Миллер, была подробно разработана антропологич. программа. Ценные антропологич. сведения о народах Сибири и Д. Востока были собраны С. П. Крашенинниковым (1755), а также участниками академич. экспедиции под руководством П. П. Палласа (1768- 1774). В нач. 19 в. рус. мореплаватели и исследователи проделали более 30 кругосветных путешествий, к-рые обогатили науку этнографич. и антропологич. сведениями о мн. народах мира. Произведением, касающимся проблемы места человека в природе, явился трактат А. Н. Радищева "О человеке, о его смертности и бессмертии", написанный в 1792-96 в Илимской ссылке. В 19 в. выдающееся значение имели антропологич. работы К. М. Бэра, пополнившего краниологич. коллекции анатомич. кабинета Петерб. АН, много сделавшего для обоснования теории моногенетич. происхождения человеческих рас, усовершенствовавшего методику измерения черепов. Бэр содействовал также развитию А., включив в программу осн. в 1845 Географич. об-ва этнографич. и антропологич. исследования. Большую роль в развитии А. сыграли революц. демократы, в особенности Н. Г. Чернышевский, пропагандой материализма и обоснованием идеи о том, что различия в культуре народов возникли вследствие разных ист. судеб народов, а не их расовой принадлежности. Большой вклад в А. был сделан Н. Н. Миклухо-Маклаем, гл. обр. исследованиями расового состава и культуры папуасов и др. народов Океании, а также науч. обоснованием теории монофилетич. происхождения человечества. Он первым обосновал в отечеств. А. идею равенства человеческих рас. Основателем антропологич. школы в Моск. ун-те, оказавшей огромное влияние на развитие А. в России, был проф. зоологии А. П. Богданов. В 1864 им был основан Антропологич. отдел Об-ва любителей естествознания, ставший центром расовых и др. антропологич. исследований. В 1879 Богданов организовал в Москве Антропологич. выставку, получившую междунар. признание. Её коллекции составили основу Музея антропологии Моск. ун-та. Преемником Богданова был Д. Н. Анучин, соединивший в своих исследованиях А., этнографию, археологию и географию. В 1919 он, при содействии В. В. Бунака, основал в Моск. ун-те кафедру антропологии, а в 1922 - Ин-т антропологии. Бунаку принадлежит значит. роль в развитии всех разделов А. в СССР.

Для сов. А. характерны огромный размах исследований во мн. её разделах, планирование работ, разработка унифицированных методов. В области учения об антропогенезе, этнич. А. и морфологии человека были накоплены большие материалы и сделаны крупные теоретич. обобщения. В области антропогенеза изучалась сравнит. анатомия разных органов человека и обезьян. Были выяснены осн. направления развития мозга приматов и специфич. черты строения мозга человека в связи с формированием его трудовой и речевой деятельности (Ю. Г. Шевченко и др.). Ряд исследований посвящён эволюции и строению руки (Е. И. Данилова). Изучались соотношения онтогении человека и его филогении, причём подтверждены применительно к антропологич. мат-лу осн. положения теории филэмбриогенезов А. Н. Се-верцова. Сделаны важные открытия ископаемых низших узконосых обезьян на Ю. Вост. Европы и остатков зубов человекообразной обезьяны третичного периода на Кавказе. Особое значение имеют находки костных остатков мусть-ерских людей в гроте Киик-Коба в Крыму (Г. А. Бонч-Осмоловский, 1924), в гроте Тешик-Таш в Ср. Азии (А. П. Окладников, 1938) и в гроте Староселъе в Крыму (А. А. Формозов, 1953), а также коренного зуба мустьерского человека в пещере Джручула на Кавказе (Л. К. Га-буния и др., 1961). На основании этих и др. многочисл. фактич. данных построена стадиальная теория человеческой эволюции, а также освещены проблемы систематики и генеалогии человека, строения и образа жизни его ближайших предков, прародины человека, темпов, факторов и явлений неравномерности в его эволюции (М. С. Войно, М. А. Гремяц-кий, Г. Ф. Дебец, В. И. Кочеткова, М. Ф. Нестурх, Я. Я. Рогинский, М. И. Урысон, Е. Н. Хрисанфова, В. П. Якимов и др.).

В разделе расоведения большое значение имели систематич. сборы антропологич. материала, охватившие почти всю терр. СССР. Эти данные позволили разрешить вопросы о происхождении и формировании мн. народов СССР путём использования совр. и ископаемого материала в качестве ист. источника. Подвергнуто анализу само понятие "человеческая раса", а также степень динамичности и стабильности расы, соотношение расы и конституции, разнообразные методы расового анализа (М. С. Акимова, В. П. Алексеев, В. В. Бунак, И. И. Гох-ман, В. В. Гинзбург, Г. Ф. Дебец, Т. С. Кондукторова, М. Г. Левин, Н. С. Розов, Т. А. Трофимова, Н. Н. Чебоксаров, А. И. Ярхо и др.). Значит. место заняли работы по возрастной изменчивости расовых признаков у детей (Н. Н. Миклашевская) и у взрослых (А. И. Ярхо, Г. Л. Хить). Резко усилились исследования в области популяцион-ной генетики на соматич. и серологич. материалах (Ю. Г. Рычков). Сделаны обобщения, касающиеся систематики, взаимного родства и происхождения человеческих рас.

В области морфологии человека разрабатывалось учение о физ. развитии, пропорциях тела, конституции, связях размеров тела между собой, закономерности роста (в частности, о периодизации этого процесса и неравномерности роста отдельных сегментов тела), о методах антропометрии (Д. И. Арон, В. В. Бунак, П. Н. Башкиров, П. И. Зенкевич, А. А. Малиновский, В. Г. Штефко, А. И. Ярхо и др.). Расширилось изучение связей морфологич. особенностей с функциональными (Т. И. Алексеева и др.). Подробно изучалась дерматоглифика (М. В. Волоцкой, Т. Д. Гладкова, П. С. Семеновский). Расовые и половые особенности в строении зубов изучал А. А. Зубов.

Сов. антропологи произвели обширные исследования по актуальной проблеме акцелерации, т. е. наблюдаемого почти повсеместно ускорения роста и физиоло-гич. развития детей (В. Г. Властовский, В. С. Соловьёва).

Изучались вопросы о применении математич. методов к разрешению антропологич. задач, напр. таких, как установление закономерностей изменчивости признаков и их сочетаний, анализ факторов внутригрупповых вариаций, изучение меры соответствия распределения измерит. признаков нормальной кривой, анализ межгрупповой изменчивости, в частности установление реальности различий между группами людей, терри-тор., профессиональными и др. (М. В. Игнатьев, Ю. С. Куршакова, А. В. Пугачёва, В. П. Чтецов и др.).

Выводы получили применение в пром-сти: позволили построить антропологич. стандарты для предметов одежды, для обуви, головных уборов, перчаток, сидений в автобусах, вагонах, школьных парт и др.

Непосредств. пользу оказывают данные А. в судебной медицине, в частности для т. н. словесных портретов, для составления таблиц, позволяющих с большей или меньшей вероятностью определить пол, возраст и расовую принадлежность костных остатков. Антропогенетика нашла применение при решении спорного отцовства.

Помимо Моск. ун-та, где есть спец. Научно-исследовательский ин-т А. и где на кафедре А. биологического факультета готовят кадры специалистов-антропологов, исследования по А. в СССР ведутся в различных лабораториях, в ин-тах АН, в ун-тах и др. учреждениях Ленинграда, Киева, Тбилиси, Тарту, Риги, Томска и др. Особо следует отметить развитие А. в союзных республиках: Груз. ССР (М. Г. Абдушелишвили), Казах. ССР (О. Исмагулов), Узб. ССР (Л. В. Ошанин, В. Я. Зезенкова, К. Наджимов), Укр. ССР (Л. П. Николаев, В. Д. Дяченко), Эст. ССР (Ю. М. Ауль, К. Ю. Марк).

Антропологич. учреждения в СССР ведут большую работу по распространению знаний среди населения с помощью издания книг, брошюр, лекций на темы, посвящённые становлению человека, формированию человеческих рас и т. д. Значит. роль в пропаганде антропологич. знаний играют Музей Ин-та антропологии Моск. ун-та и Музей антропологии и этнографии АН СССР в Ленинграде.

Лит.: Анучин Д. Н., Беглый взгляд на прошлое антропологии и на ее задачи в России, "Русский антропологический журнал", 1900, № 1; Бунак В. В., Современное состояние и очередные задачи советской антропологии, "Вопросы антропологии!., 1962, в. 10; Бунак В. В., Нестурх М. Ф., Рогинский Я. Я., Антропология. Краткий курс, М.. 1941; Гинзбург В. В., Элементы антропологии для медиков, Л., 1963; Левин М. Г., Очерки по истории антропологии в России, М., 1960; Рогинский Я. Я., Левин М. Г., Антропология, 2 изд., М., 1963; Гримм Г., Основы конституциональной биологии и антропометрии, М., 1967; Human Biology, Oxford, 1964; Jubile du Centenaire de la Societe d'Anthropologie de Paris, P., 1959; Martin R., Lehrbuch der Anthropologie in systematischer Darstellung, 3 Aufl., Bd 1 - 2, Stuttg., 1956 - 60; Montagu A.,

An introduction to physical anthropology, 3 ed., Springfield, I960.

Периодические издания: "Вопросы антропологии", Москва (с 1960); "L'Anthropologie", Paris (с 1890); "Journal of the Royal Anthropological Institute", London (c 1871); "Zeitschrift fur Morphologic und Anthropologie", Stuttgart (c 1899); "PrzegUd Anthropolpgiczny", Poznan (c 1926); "L'Anthropologie", Praque (1923 - 41); "American Journal of Physical Anthropology", Philadelphia (c 1918); "Current Anthropology", Chicago (c 1960). Я. Я. Рогинский.

АНТРОПОМЕТР, антропологич. инструмент для измерений гл. обр. длины тела (роста) и высот антропометрич. точек у человека над уровнем пола (см. Антропометрия), а также нек-рых размеров по поперечной и передне-задней осям. Широко известен антропометр Мартина, удобный при работе в полевых условиях.

В. П. Чтецов.

АНТРОПОМЕТРИЯ (от антропо... и .. метрия), совокупность методич. приёмов в антропологич. исследовании, заключающихся в измерении и описании (антропо-скопия) тела человека в целом и отдельных его частей и позволяющих дать количеств. характеристику их изменчивости.

Массовость антропометрич. исследований позволяет оценивать и сравнивать изменчивость признаков различных расовых, возрастных, проф., половых групп на основе измерений большого числа индивидуумов. Возникновение А. как науч. методики относится к 19 в. и связано с именем франц. антрополога П. Брока. Значит. вклад в её дальнейшее развитие внесли иностранные (Р. Мартин и др.) и сов. антропологи (В. В. Бунак, А. И. Ярхо и др.). Различают признаки измерительные и описательные. Первые определяются с помощью антропологич. инструментов (антропометр, толстотные и скользящие циркули, ленты и др.). Измерение производится между строго локализуемыми антропометрич. точками, к-рые представляют сравнительно легко доступные для наблюдения элементы внешнего строения тела. Выделяют тотальные (дл. тела, масса, обхват груди) и частные (шир. стопы, дл. кисти и т. п.) размеры тела. Определение описательных признаков (формы частей тела, частей лица, пигментации кожи, волос и глаз, формы волос и т. д.) производится с помощью шкал, муляжей, схем, построенных на основе точных разграничит. критериев. Напр., шкала цвета глаз В. В. Бунака учитывает 12 вариантов окраски радужины, шкала окраски волос Фишера - Заллера - 40 оттенков. В А. широко применяют методы антропологич. фотографии.

Для А. характерна тенденция к замене описательных признаков более точными измерительными и внедрению совр. методов анализа (рентген, ультразвук, меченые соединения). Выбор антропометрич. методики, точек и признаков диктуется задачами конкретного антропологического исследования. В расоведении и этнической антропологии измеряют голову, лицо, череп, длину тела, пользуются шкалами цвета глаз, кожи, волос и др. для выделения расовых типов. В морфологии человека и в особенности в учении о физич. развитии учитываются масса, длина тела (рост) и др. продольные, поперечные и обхватные размеры. На их основе построены шкалы, позволяющие определять степень физич. развития у отд. индивидуумов и различных групп населения.

Собранные в процессе антропометрич. обследования данные подвергают вариа-ционно-статистич. (биометрической) обработке (см. Биометрия) и оформляют в виде таблиц, графиков и схем. На антропометрич. материалах основаны также стандартизация предметов массового произ-ва (одежда, обувь) и рациональное устройство рабочих мест. Антропометрич. данными пользуются и в криминалистике для описания и опознания преступников. Лит.: Бунак В. В., Антропометрия. Практический курс, М., 19-41.

В. П. Чтецов.

АНТРОПОМОРФИЗМ (от антропо... и греч. morphe - вид), уподобление человеку, наделение человеческими психическими свойствами предметов и явлений неживой природы, небесных тел, животных, мифич. существ. Наивно-догматич. А. представляет собой первонач. форму мировоззрения и выражается в наделении неодушевлённых предметов способностью действовать, жить и умирать, испытывать переживания и т. д. (земля спит, небо хмурится и т. п.). Такой А. являлся господств. формой мировоззрения на ранних ступенях развития человеч. общества. Отголоски такого понимания мира представлены и в языке совр. культурных народов (напр., безличные глаголы типа "моросит", "светает" и др.), в иск-ве, особенно в поэзии. Однако как способ мышления такой А. в наст. время свойствен только психике ребёнка, у взрослых людей он является обычно признаком инфантилизма. Наивно-догматич. А. перерастает в религ. А.- перенесение облика и свойств человека на вымышленные предметы, присущее большинству религ. представлений о богах и др. сверхъестеств. существах. Антропоморфными, в частности, являются обычно боги т. н. высших религий, хотя в теологии это обстоятельство отрицается.

Элементы А. иногда проникают и в науч. познание. Антропоморфными по своему происхождению являются, напр., термины "работа", "напряжение" и т. п., хотя их реальное содержание давно утратило связи с их происхождением. С развитием науки А. вытесняется науч. мировоззрением, хотя в нек-рых областях знания антропоморфные представления оказываются весьма прочными (напр., в зоопсихологии). Нек-рые исследователи наделяют животных человеч. мыслями, чувствами, даже этикой. В современной научной ("продолжительность жизни" частиц и пр.), технической, в частности кибернетич., лит-ре антропоморфное употребление понятий (машина "запоминает", "решает задачу" и т. п.) основано на объективном сходстве принципов функционирования и результатов действий человека и машины; оно является вполне законным, если при этом учитывается различие процессов по существу. В. А. Костеловский.

АНТРОПОМОРФОЛОГИЯ, см. Морфология человека.

АНТРОПОНИМИКА (от антропо... и греч. бпута - имя), раздел ономастики, изучающий собственные имена людей, происхождение, изменение этих имён, географическое распространение и социальное функционирование, структуру и развитие антропонимических систем. В совр. рус. антропонимич. системе каждый человек имеет личное имя (выбираемое из огранич. списка), отчество и фамилию (возможное число последних практически неограничено). Существовали и существуют иные антропонимич. системы: в Др. Риме каждый мужчина имел преномен - личное имя (таковых было всего 18), номен - имя рода, передаваемое по наследству, и когномен - имя, передаваемое по наследству, характеризующее ветвь рода. В совр. Испании и Португалии человек имеет обычно неск. личных имён (из католич. церк. списка), отцовскую и материнскую фамилии. В Исландии каждый человек имеет личное имя (из огранич. списка) и вместо фамилии - производное от имени отца. В Китае, Корее, Вьетнаме имя человека складывается из односложной фамилии (в разные эпохи их насчитывалось от 100 до 400) и личного имени, обычно состоящего из двух односложных морфем, причём количество личных имён неограничено. Особое место в антропонимич. системах занимают гипокористики (ласкательные и уменьшительные имена- рус. Машенька, Петя, англ. Bill и Davy), а также псевдонимы и прозвища.

Данные А. существенны и для др. разделов языкознания, социологии, истории народов.

Лит.: Тупиков Н. М., Словарь древнерусских личных собственных имен, СПБ, 1903; Селищев А. М., Происхождение русских фамилий, личных имен и прозвищ, "Уч. зап. МГУ", 1948, в. 128, кн. 1; Чичагов В. К., Из истории русских имен, отчеств и фамилий, М., 1959; Никонов В. А., Личное имя - социальный знак, "Советская этнография", 1967, № 5; его же. Личные имена в современной России, "Вопросы языкознания", 1967, №6; Taszycki W., Rozprawy i studia polonistyczne, t. 1, Wroclaw, 1958; Lebe1 P., Les noms des personnes en France, 4 ed., P., 1959; Bach A., Deutsche Namenkunde, Bd 1-3, Hdlb., 1952-56.

В. А. Никонов.

АНТРОПОНОЗЫ (от антропо... и греч. nosos - болезнь), группа инфекционных заболеваний, возбудители которых способны поражать только человека. К А. относятся брюшной тиф, паратифы, дизентерия, холера, полиомиелит, дифтерия, скарлатина, коклюш, корь, грипп, возвратный тиф, сыпной тиф, малярия, рожа, гонорея, сифилис, трахома и др.

АНТРОПОПАТИЗМ (от антропо... и греч. pathos - чувство, страсть, болезнь), наделение предметов и явлений реального или вымышленного мира свойствами психики человека. А. присущ всем персонажам старых и новых религий, хотя совр. богословы и прилагают все усилия, чтобы освободить образ бога от антропопатич. черт. А. заложен уже в основном теологич. утверждении о боге как личном существе. См. также Антропоморфизм.

Лит.: Фейербах Л., Сущность религии, Избр. философские произведения, т. 2, М., 1955.

АНТРОПОСОФИЯ (от антропо... и греч. sophia - мудрость), мистическое учение о человеке, включающее методику самоусовершенствования и развития предполагаемых тайных способностей человека к духовному господству над природой (система психофиз. упражнений, особая педагогика и т. п.); выделилась из теософии. Родоначальником А. является нем. мистик Р. Штейнер (1861 - 1925), основавший в 1913 в Дорнахе (Швейцария) "Всеобщее антропософское общество" и изложивший основы А. в соч. "Тайная наука" (1910) и "Антропософия" (1924). В духе пантеистич. традиции А. считает, что бог растворён в природе, в мире и как бы возрождается в человеке. Под этим углом зрения А. интерпретирует мифы и верования всех времён и народов (Р. Штей-нер, "Мистерии древности и христианство", 1910). Социально-политич. построения А. представляют собой утопию, основанную на обособлении трёх сфер обществ. жизни: государство, единственная функция к-рого - ограждать группы граждан от взаимного порабощения (сфера свободы); независимое правосудие (сфера равенства); экономика, зиждущаяся на свободном кооперировании (сфера братства). А. оказала влияние на нек-рых представителей иск-ва (рус. поэт Андрей Белый, нем. поэт К. Моргенштерн, художник В. В. Кандинский, нем. дирижёр Б. Вальтер). А. распространена в нек-рых странах Зап. Европы и США, иногда как практич. педагогика (в институтах, школах, даже дет. садах). А. знаменует кризис традиц. религий, к-рые она пытается заменить, эклектически соединяя модернизированные идеи христ. мистики с установкой на естеств. возможности человека.

Лит.: Geering-Christ R., Was ist Anthroposophie?, 2 Aufl., Basel, 1947.

АНТРОПОСОЦИОЛОГИЯ, см. в ст. Расово-антропологическая школа в со-ц иологии.

АНТРОПОФАГИЯ, то же, что людоедство.

АНТРОПОХОРИЯ (от антропо... и греч. choreo - иду, двигаюсь), распространение растений при непроизвольном участии человека. Такие растения - антропохоры - часто выходят за пределы естественного ареала и акклиматизируются в новых условиях. К антропо-хорам обычно относят сорные, мусорные и др. растения, распространяемые при перевозках семян - агестохория, с посевным материалом - спейрохория, путём рассеивания семян в почве орудиями обработки - эргазиохория, и т. д. У ряда антропохоров вырабатываются спец. приспособления для разноса семян. Так, напр., семена сорняков, распространяемые с посевным материалом, созревают одновременно с семенами засоряемой ими культуры и сходны с ними по ряду признаков. Эти приспособления иногда дают основание для выделения таких форм в новые систематич. категории (разновидности, виды), приспособленные к засорению определённой культуры (сорняки льна и т. д.). Из многочисл. антропохоров флоры СССР наиболее распространены: полынполистная амброзия - злостный однолетний сорняк, занесённый с посевным материалом в 19 в. из Сев. Америки; мелкоцветная галинзога - сорняк цветников, занесённый в 18 в. из Мексики в Зап. Европу, а оттуда в Россию войсками Наполеона, засоряющий ж.-д. полотно; Iva xantifolia, родом из Сев. Америки, распространившийся в 1870 из Киевского ботанич. сада. Иногда А. понимают более широко, относя к антропохорам и культурные растения, сознательно распространяемые человеком.

АНТРОПОЦЕНТРИЗМ (от антропо... и лат. centrum - центр), воззрение, согласно которому человек есть центр и высшая цель мироздания. А. представляет собой одно из наиболее последовательных выражений точки зрения телеологии, т. е. приписывания миру внеприродных, внешних ему целей. В антич. философии А. формулировал др.-греч. философ Сократ, позднее этого воззрения придерживались представители патристики, схоластики и нек-рые философы нового времени (напр., нем. философ К. Вольф). Нек-рые элементы А. как исходной теоретич. установки можно усмотреть в экзистенциализме.

АНТСЛА, город в Выруском р-не Эст. ССР. Расположен на Ю. республики. Ж.-д. ст. на линии Выру - Валга. 2,2 тыс. жит. (1968). Произ-во вязаных, швейных изделий и мебели. Город образован в 1938.

АНТУАН (Antoine) Андре (31.1.1858, Лимож,-9.10.1943, Пулиген), французский режиссёр, актёр, теоретик театра. Работая клерком в Газовом об-ве в Париже, сблизился с одним из любительских театр. кружков (т. н. Гальским кружком) и на его основе в 1887 организовал Свободный театр, в к-ром работал до 1894. В 1897 создал Театр Антуана и руководил им до 1906; в 1906-14 директор театра "Одеон". После 1914 отошёл от практич. деятельности в театре, работал в области театр. критики и в кино. Создавая Свободный театр, А. выступил против мелодрамы, мещанской драматургии. Горячий поклонник и пропагандист эстетич. принципов Э. Золя, А. считал, что театр должен правдиво показывать жизнь, ставил пьесы, в к-рых действовали крестьяне, мелкие буржуа, рабочие. Заслугой А. являлась и пропаганда передовой иностр. драматургии. Он впервые во Франции поставил "Власть тьмы" Л. Толстого (1888), "Привидения" (1890) и "Дикую утку" (1891) Ибсена, "Нахлебник" Тургенева (1890), "Ткачи" Гауптмана (1893) и др. А. добивался от актёров естественности, простоты исполнения, ратовал за постоянный состав труппы, за спаянный актёрский ансамбль. Постановки А. отличались смелыми для своего времени естественными мизансценами, каждый персонаж спектакля был наделён индивидуальным характером, имел определённую сценич. задачу. А. применял разнообразные постановочные средства, помогающие создавать жизненно-достоверную атмосферу на сцене. Воспоминания А. о Свободном театре, о Театре Антуана и "Одеоне" - один из ценных документов по истории французского театра конца 19 - нач. 20 вв., в них изложены его взгляды на театр. иск-во и драматургию. В 1897 А. с группой артистов Свободного театра гастролировал в странах Европы, в т. ч. в России (Петербург, Москва, Киев, Одесса). Портрет стр. 96.

Соч.: Mes souvenirs sur le Theatre Libre, P., 1921; Mes souvenirs sur le Theatre Antoine et sur I'Odeon, P., 1928; рус. сокращ. пер.- Дневники директора театра, общ. ред. А. А. Гвоздева, М.- Л., 1939.

Лит.: Мовшенсон А., Вступ. статья, в кн.: Антуан А., Дневники директора театра, сокращ. пер. с франц., М.- Л., 1939; Гвоздев А. А., Западноевропейский театр на рубеже XIX и XX столетий. Очерки, М.- Л., 1939; Kovatchevitch М., La vie, 1'oeuv-re, 1'influence et le prestige de Andre Antoine..., Clermon-Ferrand - P., 1941.

АНТУРАЖ (франц. entourage, от entourer-окружать), окружение, окружающая среда, обстановка.

АНТУРИУМ (Anthurium), род растений сем. ароидных. Многолетние вечнозелёные растения; листья кожистые, блестящие или бархатистые, с красивым жилкованием. Цветки мелкие, в початках, окружённых покрывалом, иногда ярко-окрашенным. Ок. 500 видов в Центр. и Юж. Америке. Мн. виды выращиваются в оранжереях. Наиболее известны A. hortulanum (A. Scherzerianum), A. and-reanum и A. crystallinum.

Лит.: Киселёв Г. Е., Цветоводство,. 3 изд., М., 1964.

Антуриум (Anthurium Scherzerianum)

АНТЫ (греч. Antai), название вост.-слав. племён в 4-7 вв., применявшееся визант. писателями 6-7 вв. Впервые встречается в керченской надписи 3 в. н. э. Осн. сведения по истории А. содержатся в трудах писателей 6-7 вв. (Про-копия, Иордана, Агафия, Менандра, Феофилакта и др.). А. занимали зону лесостепи между Днестром и Днепром и к востоку от Днепра. Они знали пашенное земледелие, оседлое скотоводство, отделившееся уже от с. х-ва, ремесло, добычу и обработку железа, высокоразвитое гончарство, ювелирное ремесло, обработку камня, кости, ткачество и т.д. По мнению нек-рых исследователей, у А. существовала внутр. торговля, связанная с развитием ремесла, и внешняя (в частности, с Римом); возникло ден. обращение, для к-рого могли быть использованы серебряные рим. монеты.

Для антского общества была характерна сел. община. Археологам известны остатки обширных поселений А., состоявших из ряда отд. домохозяйств, ремесл. мастерских. Имуществ. расслоение у А. прослеживается по многочисл. кладам монет и драгоценных вещей. Большого развития достигло рабовладение. Визант. историки пишут о многих десятках тысяч военнопленных, захватывавшихся А. с целью превращения их в рабов, но форма рабской зависимости у А. была мягче, чем в Византии. В 3-4 вв. у А. складывается гос-во. В письм. источниках 6-7 вв. упоминаются политич. деятели А.: цари - Бож, Ардагаст, Пирагаст; вельможи -Идарий, Келагаст; полководцы - Хильбудий, Доброгаст; дипломат Межамир и др. Полагают, что имя Божа было известно автору "Слова о полку Игореве", вспоминавшему "время Бусо-во". А. имели сильную воен. организацию. В 4 в. А. вели упорную борьбу с готской державой Германариха. В 385 готский король Винитар (Витимир) стремился подчинить А. своей власти, но потерпел поражение. Позже ему удалось захватить в плен Божа и казнить его вместе с сыновьями и 70 вельможами. С нач. 6 в. А. вместе с родственными им склавинами вели наступление на балканские владения Византии. Вначале оно носило характер набегов для захвата пленных и добычи, но уже во время войны 550- 551 часть А. и склавинов осталась на Балканах. С этого времени быстро развивается слав. колонизация Балкан. С кон. 6 в. А. вели войны с аварами. Имя А. в нач. 7 в. перестало упоминаться в письм. источниках. Место А. заняло новое объединение - Русь, ядро к-рого совпадало с наиболее развитыми землями А.

Лит.: Рыбаков Б. А., Анты и Киевская Русь, "Вестник древней истории", 1939, № 1; Третьяков П. Н., Восточнославянские племена, 2 изд., М., 1953; Брайчевський М. Ю., Бiля джерел словянськоi державностi, К., 1964; Очерки истории СССР. III - IX вв., М., 1958. М. Ю. Брайчевский.

АНТЫ в архитектуре (лат. antae), выступы продольных стен здания, ограждающие вход. Наиболее часто встречаются в др.-греч. храмах, тип к-рых получил наименование "храм в антах".

АНТЬОКИИ МАССИВ, горный массив, сев. часть Центр. Кордильеры Колумбии. Выc. до 3110 м. Сложен палеозойскими интрузивными и метаморфич. породами. Поверхность глубоко расчленена ущельями многочисленных рек. Вечнозелёные смешанные леса. Месторождения золота, каменного угля. Выращивание кофе, бобов, кукурузы; скотоводство.

АНТЬОКИЯ (Antioquia), департамент на 3. Колумбии. Пл. 63 тыс. км2. Нас. 2931,5 тыс. чел. (1969). Адм. ц.-г. Медельин. Расположен на Антьокийском нагорье, окаймлённом Зап. и Центр. Кордильерами, к-рые разделены долиной р. Кауки. А. даёт ок. 3/4 всей добычи золота и серебра Колумбии. Текст. пром-сть (гл. центр Медельин). Плантации кофе, табака, посевы зерновых, гл. обр. кукурузы и риса.

АНУ (шумерск. АН), в верованиях древних народов Месопотамии верховный бог неба, возглавлявший сонм богов. Согласно мифам, А. был первоначально неотъемлемо связан с богиней земли Ки, от к-рой породил бога воздуха Энлиля, отделившего затем небо от земли.

АНУБИС, в верованиях древних египтян первоначально бог смерти в Тинитском и Кинопольском номах (областях), затем бог-покровитель мёртвых, а также некрополей, погребальных обрядов и бальзамирования. А. изображался в облике волка, шакала или человека с головой шакала. Представления об А. оказали влияние на формирование образа христ. святого Христофора Псеглавца.

АНУЙ, Ануйль (Anouilh) Жан (р. 23.6.1910, Бордо), французский драматург. Имеет незаконч. юридич. образование. Первые драмы А. ("Горностай", 1934; "Путешественник без багажа", 1937; "Дикарка", 1938) построены на моральном конфликте благородного героя с ложью и жестокостью, носят камерный характер. Позднее А. объединил их в цикл "чёрные пьесы". В "новые чёрные пьесы" (1946) включены трагедии на библейский ("Иезавель"), а также на шекспировский ("Ромео и Джульетта") и античные ("Медея", "Антигона") сюжеты. Герои А. во имя этич. принципа отвергают компромисс и гибнут ("Антигона", пост. 1943, изд. 1944); эта идея в