загляните на купон-скидку или справочники: окна kbe, окна veka, окна rehau, остекление балкона, остекление лоджии, изготовление окон, монтаж окон, остекление, производство окон, металлопластиковые окна, окна пвх, пластиковые окна, установка окон, стеклопакеты и евроокна.



ВСЁ О СТРОИТЕЛЬСТВЕ, ЖЕЛЕЗОБЕТОНЕ, БЕТОНЕ, АРХИТЕКТУРЕ И НЕ ТОЛЬКО...:
ОПРЕДЕЛЕНИЯ:

АСФАЛЬТИРОВАНИЕ, устройство асфальтобетонных покрытий на автомобильных дорогах, улицах, аэродромах и т. п. путём укладки и уплотнения асфальтобетонной смеси по предварительно подготовленному основанию. В зависимости от назначения покрытия асфальтобетонную смесь (асфальтобетон) укладывают в один или два слоя на основание из щебня, гравия (нежёсткое основание) или бетона (жёсткое основание). Нижний слой толщиной 4-5 см устраивают из крупно- или среднезерни-стой смеси с остаточной пористостью 5-10% ; верхний слой толщиной 3-4 см-из средне- или мелкозернистой смеси (остаточная пористость 3-5%). При тяжёлых нагрузках и интенсивном движении транспорта покрытия устраивают 3-4-слойными общей толщиной 12-15 см. АСФАЛЬТИРОВАНИЕ начинается с очистки основания от пыли и грязи механич. дорожными щётками и поливомоечными машинами, исправления неровностей основания, обработки его поверхности жидким битумом или битумной эмульсией. Асфальтобетонная смесь приготовляется в асфальтобетоно-смесителях на стационарных или полустационарных заводах (установках), доставляется на место автомобилями-самосвалами и загружается в приёмный бункер асфалътобетоноукладчика, к-рый укладывает, разравнивает и предварительно уплотняет смесь. Окончат. уплотнение осуществляется катками дорожными. .


КОММУНАЛЬНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО, отрасль строительства, занятая сооружением объектов, связанных с обслуживанием жителей городов, посёлков городского типа, районных сельских центров и населённых пунктов сельской местности. В числе этих объектов: системы водоснабжения и канализации с очистными сооружениями и сетями; сооружения городского электрического транспорта с путевым, энергетическим хозяйством, депо и ремонтными предприятиями; сети газоснабжения и теплоснабжения с распределительными пунктами, районными и квартальными котельными; электрические сети и устройства напряжением ниже 35 кв; гостиницы; городские гидротехнические сооружения; объекты внешнего благоустройства населённых мест, озеленения, дороги, мосты, путепроводы, ливнестоки; предприятия санитарной очистки, мусороперерабатывающие и др. Планомерное развитие КОММУНАЛЬНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА в СССР началось ещё в 1-й пятилетке и осуществлялось нарастающими темпами до начала Великой Отечеств, войны 1941-45. В годы 4-й пятилетки (1946-50) проводились работы по восстановлению объектов коммунального назначения, разрушенных во время нем.-фаш. оккупации. В последующие годы КОММУНАЛЬНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО велось высокими темпами в связи с бурным развитием промышленности, культуры, увеличением численности городов и посёлков городского типа .
ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО, теория и практика планировки и застройки городов (см. Город). ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО определяют социальный строй, уровень развития производственных сил, науки и культуры, природно-климатичие условия и национальные особенности страны. ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО охватывает сложный комплекс социально-экономических, строительно-технических, архитектурно-художественных, а также санитарно-гигиенических проблем. Общим для ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО досоциалистических формаций является большее или меньшее влияние на него частной собственности на землю и недвижимое имущество..
ЗЕЛЁНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО, составная часть современного градостроительства. Городские парки, сады, скверы, бульвары, загородные парки (лесопарки, лугопарки, гидропарки, исторические, этнографические, мемориальные), национальные парки, народные парки, тесно связанные с планировочной структурой города, являются необходимым элементом общегородского ландшафта. Они способствуют образованию благоприятной в санитарно-гигиеническом отношении среды, частично определяют функциональную организацию городских территорий, служат местами массового отдыха трудящихся и содействуют художественной выразительности архитектурых ансамблей. При разработке проектов садов и парков учитывают динамику роста деревьев, состояние и расцветку их крон в зависимости от времени года.

Главная страница
Поиск по сайту
Оглавление страниц

Объяснение слов: словарь, справочник, информация. Строительство, экономика, промышленность - все сферы жизни: от А до Г, от Г до П и от П до Я

а определённые виды правонарушений, допускающие применение ареста и нек-рых др. мер адм. взыскания, осуществляются постановлением нар. судьи. Законодательство об адм. ответственности служит важным средством охраны социалистич. правопорядка, воспитания граждан в духе неуклонного соблюдения требований законности и правил социалистич. общежития. Цель А. о. не только в том, чтобы подвергнуть нарушителя адм. взысканию, но и воспитать в нём привычку к правомерному поведению, удержать других неустойчивых лиц от совершения правонарушений. Привлечены к А. о. могут быть граждане, достигшие 16 лет, только на основаниях и в порядке, предусмотренных законом или правовыми актами высших органов гос. власти и гос. управления Союза ССР и союзных республик: напр., указ Президиума Верх. Совета СССР от 21 июня 1961 ;О дальнейшем ограничении применения штрафов, налагаемых в административном порядке; (;Ведомости Верховного Совета СССР;, 1961, № 35, ст. 368) и изданные на его основе указы Президиумов Верх. Советов союзных республик, Положения об адм. комиссиях (см. Административная комиссия) и о порядке производства по делам об адм. нарушениях. В РСФСР такое Положение утверждено 30 марта 1962 (ч Be домости Верховного Совета РСФСР;, 1962, № 13, ст. 166). Ряд правил об А. о. содержится в нормативных актах, устанавливающих ответственность за конкретные виды адм. нарушений (напр., в указе Президиума Верх. Совета СССР от 26 июля 1966 ;Об усилении ответственности за хулиганство;, в Таможенном и Воздушном кодексах СССР, в Ветеринарном уставе СССР и др.).

Основанием для привлечения к А. о. является административное правонарушение (проступок). В ряде случаев повторное совершение адм. правонарушения, после применения к виновному за такое же деяние мер адм. воздействия, создаёт уже состав преступления, напр, уклонение военнообязанного от учебных сборов и воинского учёта (У К РСФСР, ст. 1981), незаконная охота (УК РСФСР, ст. 166), занятие запрещённым промыслом (УК РСФСР, ст. 162).

Установление А. о. за нарушение тех или иных правил отнесено к компетенции высших органов гос. власти СССР и союзных республик. Краевым, областным, районным, городским Советам депутатов трудящихся предоставлено право принимать решения, за нарушение к-рых предусматривается наложение штрафов в адм. порядке по ряду вопросов, в т. ч. по вопросам охраны общественного порядка; благоустройства и сохранения жилищного фонда; сан. состояния населённых пунктов; охраны лесов, водных ресурсов, рыболовства, охоты; борьбы с вредителями сельского и лесного х-ва и др. Решения местных Советов, предусматривающие наложение штрафов за их нарушение, издаются на срок не более 2 лет и вступают в силу не ранее чем через 15 дней со дня их опубликования.

Осн. видами адм. взысканий являются: предупреждение, штраф, арест, исправит, работы, временное лишение спец. прав, конфискация имущества, адм. выселение (см. Взыскание административное, а также статьи об отд. видах адм. взысканий: штраф, исправительные работы). О каждом административном проступке, кроме случаев, когда взыскание налагается на месте, должен быть составлен протокол (акт) с указанием личности нарушителя, характера, места и времени нарушения, а также свидетелей. Дела об адм. нарушениях рассматриваются адм. комиссиями. Право наложения штрафов без обращения в адм. комиссии сохранено за органами милиции, органами железнодорожного, морского, речного и воздушного транспорта, таможенными органами, должностными лицами ряда гос. инспекций и др.

Для исполнения постановлений о наложении адм. взысканий установлен 3-месячный срок давности. Лица, подвергнутые адм. взысканиям, имеют право в 10-дневный срок обжаловать постановление о наложении штрафа в нар. суд, а о наложении иного взыскания-в исполком районного (городского) Совета депутатов трудящихся (в соответствующий вышестоящий орган гос. управления).

Лит.: Лунёв А. Е., Административная ответственность за правонарушения, М., 1961; Власов В. А., Новое законодательство об административных штрафах, М., 1963. П. И. Романов.

АДМИНИСТРАТИВНАЯ ЮРИСДИКЦИЯ установленная правовыми нормами деятельность органов гос. управления и их должностных лиц по разрешению индивидуальных адм. дел и применению соответствующих юридич. санкций в адм. порядке. Юрисдикционные полномочия органов гос. управления в СССР и в др. социалистич. странах основываются на строжайшем соблюдении принципа законности и чётко урегулированы в соответствующих правовых актах (напр., указ Президиума Верх. Совета СССР от 12 апр. 1968 ;О порядке рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан;). В СССР нек-рые органы гос. управления и их должностные лица осуществляют А. ю. в пределах предоставленных им прав, напр, начальник отделения милиции вправе наложить штраф за совершение административного правонарушения (проступка), выразившегося в мелком хулиганстве. В СССР правом А. ю. наделены нар. судьи, административные комиссии, комиссии по делам несовершеннолетних и др.

Порядок деятельности гос. органов по осуществлению А. ю. регулируется административно-процессуальными правовыми нормами. Сев. право устанавливает, что А. ю. должна осуществляться в рамках законности, гласно, с соблюдением всех предусмотренных законом гарантий и прав личности. К числу таких гарантий относится право лица, дело к-рого разрешается в порядке А. ю., знакомиться со всеми материалами дела, представлять в свою защиту доказательства, требовать вызова свидетелей, назначения экспертизы, запроса документов и т. п.

В бурж. гос-вах А. ю. органов управления расширяется в ущерб судебной юрисдикции. В этих гос-вах деятельность адм. властей регулируется таким образом, что даёт им полную возможность свободного усмотрения (т. н. дискреционные полномочия) при применении мер адм. принуждения. Напр., в Англии по закону о трибуналах и расследованиях (1958) создан Совет адм. трибуналов, в к-ром рассматривается большое количество дел, изымаемых таким образом из судов общей юрисдикции. В ФРГ законом об адм. проступках (25 марта 1952) значительно расширена юрисдикция адм. органов. Н. Г. Салищева.

АДМИНИСТРАТИВНАЯ ЮСТИЦИЯ особый порядок разрешения адм.-правовых споров, при к-ром судебные или другие гос. органы рассматривают жалобы на действия органов гос. управления и выносят обязывающие эти органы решения. В нек-рых бурж. гос-вах функции А. ю. осуществляют либо общие суды (США, Англия и др.), либо спец. адм. суды (Франция, Швейцария, ФРГ и др.). Во Франции, напр., имеется система адм. судов-адм. трибуналы, а высшим органом А. ю. является Гос. совет Франции, возглавляемый министром юстиции; адм. трибуналы рассматривают дела о превышении органами управления их компетенции, о нарушении установленных для них форм деятельности, о превышении власти должностными лицами, а также жалобы чиновников в связи с их перемещением по службе, увольнением и др.

Представители бурж. теории А. ю., провозглашая формальную независимость органов А. ю. от органов управления в качестве важнейшей гарантии прав и интересов граждан, особо подчёркивают ;объективность; решения адм. дел и обеспечение законности при помощи А. ю. Однако, поскольку объективность и независимость органов бурж. А. ю. является лишь юридич. фикцией, органы А. ю. всегда в конечном счёте защищают классовые интересы господств, класса, как и все иные органы бурж. гос-ва.

В социалистич. странах нет обособленной системы спец. органов А. ю., однако нек-рые наиболее целесообразные ин-ты и формы А. ю., имея новое классовое содержание, иные цели и задачи, успешно применяются в условиях социалистич. гос-в. Так, многие дела по жалобам на органы гос. управления разрешаются нар. судами, к-рые в установленном законом порядке обязаны рассматривать дела, возникающие из административно-правовых отношений. Напр., в СССР нар. суды рассматривают жалобы на незаконное наложение адм. штрафов, на противоправные действия нотариальных органов, на нек-рые решения исполкомов местных Советов депутатов трудящихся и на действия др. органов управления. В Польше наряду с судами, к-рые рассматривают жалобы на нек-рые адм. акты, действуют также спец. суды социального обеспечения, призванные рассматривать жалобы на действия органов управления в области социального обеспечения.

В СССР после принятия Основ законодательства о судоустройстве Союза ССР, союзных и авт. республик (1958), Основ уголовного судопроизводства Союза ССР и союзных республик (1958), Основ гражд. судопроизводства Союза ССР и союзных республик (1961) и на их основе-новых кодексов союзных республик, существенно расширена компетенция нар. судов по рассмотрению дел, вытекающих из адм.-правовых отношений; в ГПК союзных республик включены спец. главы о порядке судопроизводства по этим делам. Осуществление судебного контроля за деятельностью органов управления-одна из важнейших гарантий субъективных прав сов. граждан, один из способов дальнейшего укрепления социалистич. законности. Н. Г. Салищева.

АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО отрасль права, представляющая собой совокупность юридич. норм, к-рые регулируют обществ, отношения, складывающиеся при осуществлении исполнительно-рас-порядит. деятельности, т. е. в процессе гос. управления. Нормы А. п. определяют порядок организации и деятельности аппарата гос. управления, компетенцию центр, и местных органов управления, права и обязанности должностных лиц, взаимоотношения между органами управления и гражданами, а также регламентируют порядок издания актов управления, методы адм. деятельности, порядок применения мер адм. принуждения. В процессе применения норм А. п. возникают адм.-правовые отношения между органами гос. управления, с одной стороны, и соответствующими органами гос-ва, обществ, орг-циями и гражданами- с другой. Для этих отношений характерно следующее: одной из сторон в них всегда выступает гос. орган (орган управления) или его должностное лицо, наделённые определёнными гос. властными полномочиями и действующие от имени гос-ва; отношение может возникнуть помимо воли др. стороны; как правило, споры, возникающие по этим отношениям, разрешаются в адм. порядке, т. е. вышестоящим органом управления или специально созданным для этой цели гос. органом (см. также Административная юстиция).

А. п. как отрасль права отражает сущность экономии, и социального строя, сущность государства, принципы системы права данной общественно-экономич. формации. А. п. эксплуататорских гос-в регулирует отношения между гос-вом и подданными в целях охраны частной собственности, режима эксплуатации и обеспечения интересов господств, класса. Осн. часть норм бурж. А. п. составляют нормы, регламентирующие адм.-поли-тич. деятельность бурж. гос-ва, в т. ч. применение адм. принуждения в различных его формах. Эти нормы таковы, что дают возможность полиции и другим адм. властям действовать на основе свободного усмотрения (т. н. дискреционная власть), широко применяя репрессивные меры путём непосредств. принуждения в адм. порядке, без обращения в судебные органы.

В условиях всё большего сращивания гос. аппарата с аппаратом монополий и милитаризации экономики империа-листич. гос-во активно вмешивается в руководство экономикой в интересах финанс. олигархии. Это находит отражение и в действующем А. п. В частности, это выражается в значит, увеличении числа адм.-правовых норм по вопросам экономич. регулирования (регламентация гос. сектора х-ва и компетенции соответствующих органов управления, гос. регулирование нек-рых сторон хоз. деятельности монополий, установление гос. контроля над отд. отраслями х-ва и т. д.). Значительно расширяются также адм. полномочия отраслевых органов управления, осуществляющих централизов. руководство деятельностью публичных корпораций или гос. контроль за деятельностью частных предприятий и их объединений, а также органов, координирующих развитие капиталистич. х-ва (органов планирования, учёта и контроля, финанс. органов); большое развитие получило адм.-правовое регулирование т. н. социальных услуг.

В социалистич. гос-вах А. п.- самостоят, отрасль системы социалистич. права, в которой находят своё выражение принципы социалистич. демократизма, хозяйственно-организаторская, социально-культурная, воспитательная функции социалистич. гос-ва. Нормы А. п. В этой области обеспечивают реализацию гарантированных конституцией политич. и социально-экономич. прав граждан. Эти же цели преследует и правовое регулирование адм.-политич. деятельности гос. органов, призванное охранять социалистич. завоевания, обществ, порядок и гос. безопасность в интересах трудящихся. Регулируя обществ, отношения, складывающиеся в процессе исполни-тельно-распорядит. деятельности органов социалистич. гос-ва, А. п. оказывает активное воздействие на развитие экономич. отношений, в его нормах получают правовое закрепление осн. принципы гос. управления в социалистич. обществе (см. Управление государственное). Социалистич. А. п. закрепляет формы и методы организации управления нар. х-вом, способы обеспечения законности и гарантии прав граждан в области исполнительно-распорядит, деятельности. регулирует обществ, отношения, складывающиеся в ходе исполнительно-распорядит. деятельности органов Советского гос-ва, осуществляющих задачи коммунистич. строительства. Осн. часть сов. А. п. составляют нормы, регулирующие порядок руководства и управления отраслями нар. х-ва: организацию планирования и финансирования, учёта и контроля; подготовки, подбора и расстановки кадров; оперативное управление предприятиями и хоз. организациями. Особо важное значение имеют нормы А. п., отражающие мероприятия по проведению в СССР (с сер. 60-х гг.) экономич. реформы и определяющие правовое положение социалистич. производств, предприятий, права и обязанности хоз. министерств, ведомств и объединений. Важной задачей сов. А. п. является обеспечение дальнейшего развития учреждений культуры, нар. образования, здравоохранения, организация н.-и. деятельности, реализация гарантированных Советской конституцией прав и демократич. свобод граждан, защита этих прав и свобод, совершенствование правовых гарантий личности в области гос. управления. Нормы сов. А. п. направлены также на обеспечение функции гос-ва по обороне страны, охране обществ, порядка и гос. безопасности, на развитие внеш. сношений Сов. гос-ва.

Система сов. А. п. складывается из общей и особенной частей. Общая часть объединяет нормы, регламентирующие правовое положение и компетенцию органов управления, правовое положение граждан и обществ, орг-ций в сфере исполнительно-распорядит. деятельности, формы и методы этой деятельности (акты управления, меры убеждения и поощрения, меры принуждения, способы и формы обеспечения законности в адм. деятельности). К общей части относятся и адм.-процессуальные нормы, регулирующие порядок рассмотрения адм. споров и применения соответствующих мер воздействия. Особенная часть содержит нормы, к-рые регулируют организацию, методы и формы управления отд. отраслями нар. х-ва, социально-культурной и адм.-политич. деятельности.

Источниками сов. А. п. являются Конституция СССР, конституции союзных и авт. республик, законы и постановления Верх. Совета СССР, Верх. Советов союзных и авт. республик, Указы и постановления Президиума Верх. Совета СССР, Президиумов Верх. Советов союзных и авт. республик, постановления и распоряжения Совета Министров

СССР, Советов Министров союзных и авт. республик, приказы и инструкции министров, председателей гос. комитетов и ведомств, решения и распоряжения местных Советов депутатов трудящихся и их исполкомов.

Лит.: Административное право. Учебник под ред. А. Е. Лунёва, М., 1967; Козлов Ю. М., Предмет административного права, М., 1967. Н. Г. Салищева

АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВОНАРУШЕНИЕ противоправное виновное действие (или бездействие), нарушающее установленные полномочными органами гос-ва правила, охраняющие интересы гос-ва, обществ, орг-ций и граждан, нормальную работу органов гос-ва и обществ, орг-ций, обществ, порядок, гос. и обществ, безопасность и т. д., и влекущее административную ответственность.

А. п. отличается от преступления меньшей степенью обществ, опасности. Совершение А. п. служит основанием для применения мер общественного или адм. воздействия. Противоправность А. п. состоит в том, что лицо совершает действие, запрещённое правом, или не совершает того, что предписано правом, причём совершает умышленно или по неосторожности, т. е. при наличии вины; противоправное действие (бездействие) должно находиться в причинной связи с наступившими вредными последствиями. Т. о., противоправность, виновность и причинная связь действия с наступившими вредными последствиями и образуют А. п.

А. Е. Лунёв.

АДМИНИСТРАТИВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНОЕ ПРАВО отрасль права, совокупность правовых норм, регулирую-ших обществ, отношения, возникающие и складывающиеся при рассмотрении и разрешении индивидуальных адм. дел в сфере гос. управления (см. Административный процесс). Нормы А.-п. п. определяют порядок приёма и рассмотрения в аппарате управления заявлений и жалоб граждан, порядок издания ряда адм. актов (в т. ч. актов о применении мер адм. принуждения), порядок разрешения споров между сторонами адм.-правовых отношений, устанавливают процессуальные гарантии прав граждан и др. участников адм. процесса, порядок расследования, рассмотрения и исполнения дел об адм. проступках и др. Различают след, виды норм А.-п. п.: устанавливающие и закрепляющие общие принципы адм. процесса; определяющие конкретные права и обязанности участников адм. процесса; регулирующие компетенцию органов, разрешающих адм. дела, и порядок рассмотрения этих дел; устанавливающие процессуальные сроки на всех стадиях адм. процесса; регулирующие порядок обжалования и опротестования принятых решений.

В СССР нормы А.-п. п. закреплены в ряде законодат. актов Союза ССР и союзных республик (законодательство о применении адм. штрафов и др. мер адм. воздействия, положения об административных комиссиях, положения о комиссиях по делам несовершеннолетних и др.).

Лит.: Сорокин В. Д., Проблемы административного процесса в СССР, М., 1968; Салищева Н. Г., Административный процесс в СССР, М., 1964.

Н. Г. Салищева.

АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УСТРОЙСТВО деление территории государства на части: области, провинции, губернии, департаменты и т. п. А.-т. у. любого гос-ва обусловлено его классовой природой, задачами и функциями; цель его-в наиболее эффективной организации и функционировании всего гос. механизма, в особенности системы местных органов гос. власти (местного самоуправления).

В бурж. странах А.-т. у. основывается преим. на соображениях адм. ;удобства; и фискально-полицейских интересах.

Сов. А.-т. у. строится с учётом естест-венно-историч. и экономич. условий (природные ресурсы, характер и уровень развития х-ва, направление и развитие путей сообщения, количество и плотность населения и т. д.), нац. моментов (нац. состав населения, бытовые особенности), необходимости макс, приближения гос. аппарата к населению в целях предоставления трудящимся возможностей для участия в осуществлении гос. власти.

В СССР основными адм.-территориальными единицами являются область, район, город, село (станица, деревня, хутор, кишлак, аул), посёлок (рабочий, дачный, курортный); в РСФСР имеются, кроме того, края. Конституции союзных республик, имеющих областное (краевое) деление, содержат перечень областей (краев), входящих в их состав. Конституции союзных республик, не имеющих областного деления, содержат перечень городов респ. подчинения и р-нов. Изменение областного (краевого) деления производится высшими органами гос. власти союзных республик в порядке, установленном для внесения изменений в конституции союзных республик. Изменения во внутриобластном (краевом) делении (упразднение р-нов, разукрупнение и образование новых р-нов и т. д.) в союзных республиках, имеющих обл. деление, и изменения в районном делении республик, не имеющих областей, производятся Президиумом Верх. Совета союзной республики. Вопросы об образовании, упразднении, передаче в другой р-н сёл и посёлков решаются краевыми (областными) Советами депутатов трудящихся, а в союзных и авт. республиках, не имеющих областного деления,- Президиумом соответствующего Верх. Совета.

А.-т. у. других социалистич. стран строится с учётом своих конкретных особенностей, регулируется конституциями, законами и указами по вопросам А.-т. у., законами о местных органах гос. власти.

Лит.: Барахатян В. А., Павловский Р. С., Создание и развитие советского административно-территориального устройства, ;Уч. зап. Харьковского юридического института;, 1957, т. 11, в. 1; Рус и нова С. И., Государственное устройство социалистических стран Европы, Л., 1966, гл. III, с. 90-112.

Н. П. Фарберов.

АДМИНИСТРАТИВНО-УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ РАСХОДЫ расходы на содержание аппарата управления и его обслуживание. Включают в себя затраты на содержание органов гос. власти и гос. управления, аппарата общехоз. управления (министерств, ведомств, гл. управлений, объединений, комбинатов, трестов, строек) и аппарата по управлению произ-вом непосредственно на предприятиях. А.-у. р. гос. предприятий, находящихся на хозрасчёте, покрываются доходами предприятий и включаются в себестоимость продукции.

Величина А.-у. р. определяется гл. обр. численностью адм.-управленч. персонала. Для органов гос. управления, учреждений культуры, просвещения, здравоохранения и др. орг-ций численность адм.-управленч. персонала устанавливают министры и руководители ведомств СССР, Советов Министров союзных республик. Структура и штаты предприятий утверждаются директором предприятия и наряду со сметой А.-у. р. регистрации в финанс. органах не подлежат.

Средства на содержание аппарата управления расходуются по смете А.-у. р., к-рая включает: фонд заработной платы адм.-управленч. персонала; расходы на служебные командировки и перемещения; прочие А.-у. р. (отчисления на социальное страхование адм.-управленч. персонала, расходы на служебные разъезды и содержание легкового транспорта, канцелярские, типографские, почтово-теле-фонные и телеграфные расходы, содержание и текущий ремонт зданий и инвентаря адм.-управленч. назначения, содержание телефонных станций, коммутаторов, диспетчерской связи, машинно-счётных станций и бюро, охраны). В общей сумме А.-у. р. фонд заработной платы составляет примерно три четверти всех расходов.

23-й съезд КПСС указал на необходимость дальнейшего сокращения и удешевления аппарата управления. Проведение экономич. реформы позволяет сократить и упростить адм.-управленч. аппарат. В среднем за год экономия от сокращения штатов и др. адм.-управленч. расходов составляет ок. 2,5-3% их общей суммы. Дальнейшее сокращение адм.-управленч. аппарата будет происходить на базе рационализации его работы, упрощения документации, внедрения вычислит, техники и др. средств механизации инженерно-технич. труда.

И. А. Кантор.

АДМИНИСТРАТИВНЫЕ СОЮЗЫ МЕЖДУНАРОДНЫЕ, международные унии, до сер. 20 в. название специальных целевых объединений гос-в, возникших во 2-й пол. 19 в. Создавались с целью междунар. регулирования почтовых сношений, ж.-д. транспорта, телеграфа, радио, междунар. охраны авторских прав в области науки, техники, лит-ры и иск-ва, здравоохранения и др. Одним из первых А. с. м. явился образованный на основе многосторонней 1-й телеграфной конвенции 1865 Международный телеграфный союз, впоследствии преобразованный в Международный союз электросвязи. В 1874 в Берне был основан Всеобщий почтовый союз (в 1878 заменён Всемирным почтовым союзом); в 1875 в Париже был учреждён Междунар. союз мер и весов; Бернская конвенция 1886, установившая единообразные начала в отношении ширины ж.-д. колеи и свойств подвижного состава, явилась основой создания Международного союза железнодорожного транспорта. В 1883 в Берне основан Междунар. союз для защиты пром. собственности, к-рый в 1886 объединился с Междунар. союзом для защиты произведений лит-ры и иск-ва; в 1890 в Брюсселе учреждён Международный союз для публикации таможенных тарифов и т. д. Все А. с. м. имели нек-рые общие черты: в их основе лежали многосторонние конвенции, договоры или соглашения обычно бессрочного характера, т. е. рассчитанные на продолжит, период действия, все они имели постоянные органы (бюро или комиссии). Функции бюро, как правило, были ограничены чисто информац. задачами - собирать и публиковать соот-ветств. материалы, давать справки, а также служить посредниками между гос-ва-ми-участниками (исключение составляло бюро Междунар. союза ж.-д. транспорта, к-рое по желанию сторон могло разрешать недоразумения между национальными ж.-д. управлениями).


В 20 в. число А. с. м. резко возросло. После создания Лиги Наций империалистич. круги, занимавшие руководящее положение в ней, попытались использовать А. с. м. как инструмент влияния на междунар. отношения. Однако эти попытки встретили сопротивление со стороны многих участников А. с. м., поскольку далеко не все они входили в состав членов Лиги. В своём большинстве А. с. м. оставались в этот период самостоят, образованиями и лишь обменивались информацией с Секретариатом Лиги.


Название А. с. м. в сер. 20 в. вышло из употребления. Существующие ныне межправительств, opг-ции с аналогичными целями (их более 200) квалифицируются как междунар. орг-ции по спец. вопросам, нек-рые из них являются специализированными учреждениями ООН. См. также Международные организации.


Е. С. Пчелинцев.


АДМИНИСТРАТИВНЫЙ КОДЕКС, законодательный акт, содержащий в си-стематич. изложении нормы права, относящиеся к определённому кругу вопросов адм. законодательства. В СССР первый А. к., имевший большое значение для развития адм. права, был принят в УССР 12 окт. 1927 (СУ УССР, 1927, № 63-65, ст. 240). Он включал 15 разделов: общие положения; адм. акты; меры адм. воздействия; иные адм. меры принудит, характера; трудовая повинность по предупреждению стихийных бедствий и по борьбе с ними; обязанности населения по охране обществ, порядка; гражданство УССР, порядок его приобретения и утраты; регистрация и учёт движения населения; общества и союзы, клубы, съезды и собрания; правила о культах; публичные зрелища, увеселения и игры; пользование гос. флагом СССР и печатями; надзор адм. органов в области пром-сти; надзор адм. органов в области торговли; порядок обжалования действий адм. органов. Принятию А. к. УССР предшествовала разработка в РСФСР в 1924 проекта адм. устава, переименованного в 1925 в А. к. (проект не был утверждён).

По вопросу об объёме и содержании А. к. существуют две точки зрения: а) система А. к. должна соответствовать системе действующего адм. права (предлагается именовать его Кодексом советского управления); б) А. к. призван регулировать в процессе управления отношения между органами гос-ва и гражданами, включать нормы, устанавливающие общие принципы сов. гос. управления и адм. производства, а также нормы, регулирующие порядок применения адм. взысканий.

В социалистич. странах нет А. к., хотя кодификация адм. законодательства была проведена и выразилась в принятии спец. кодексов по узкому кругу вопросов. Так, в Польше 14 июля 1960 утверждён Кодекс административного производства, в Чехословакии 12 июля 1950 приняты адм.-уголовный закон, содержащий подробную регламентацию и квалификацию адм. проступков во всех отраслях гос. управления, и уголовно-процессуальный кодекс, определяющий порядок адм. производства при расследовании и рассмотрении адм. проступков, в Венгрии 9 июня 1957 принят закон об общих постановлениях адм. процесса.

В капиталистич. гос-вах также не имеется А. к. (за исключением Португалии, где существует Свод законов под названием А. к., к-рый не содержит системы законодат. норм адм. права и хотя бы существенных отраслей законодательства в области внутр. управления). Во Франции под наименованием А. к. действует составленный частным издательством сборник разнородных и в разное время изданных нормативных актов, регулирующих деятельность органов центр, администрации, гос. служб, префектов, муниципалитетов, а также вопросы рыночной торговли и правил дорожного движения. в. А. Власов.

АДМИНИСТРАТИВНЫЙ НАДЗОР, см. Надзор.

АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ПРОСТУПОК, см. Административное правонарушение.

АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ПРОЦЕСС 1) в широком смысле - деятельность по применению адм.-правовых норм и разрешению индивидуальных дел исполнит, и распорядит. органами гос. власти.

2) В узком смысле - урегулированная правовыми нормами деятельность гос. органов по разрешению адм.-правовых споров, возникающих между участниками (сторонами) спора, а также по применению мер адм. принуждения.

Задача сов. А. п.- обеспечение социалистич. законности в гос. управлении, охрана прав и законных интересов сов. граждан. Адм.-процессуальные нормы определяют порядок приёма и рассмотрения жалоб на действия гос. органов и их должностных лиц, порядок привлечения к ответственности за совершение адм. проступков, применения мер адм. воздействия (личное задержание, санитарные, адм.-технич., адм.-медицинские и др. меры). Участниками А. п. могут быть граждане, обществ, орг-ции, гос. органы и их должностные лица. Каждый из участников процесса имеет определённые законодательством процессуальные права и обязанности. Напр., гражданин имеет право требовать рассмотрения его жалобы в установленный законом срок и в компетентном органе, давать личные объяснения по существу дела, требовать вызова свидетелей и т. д. Обществ, орг-циям предоставлено право возбуждения дел об адм. нарушениях, участия в рассмотрении и разрешении жалоб, в деятельности административных комиссий и др. органов, полномочных применять меры адм. принуждения, и т. п.

А. п. представляет собой совокупность последовательно совершаемых процессуальных действий, к-рые могут быть разделены на след, стадии:

Возбуждение адм. дела по инициативе гос. органов, обществ, орг-ции или граждан, а затем направление его по подведомственности. Сроки возбуждения дела зависят от характера и содержания дела (напр., жалобы на незаконное наложение адм. штрафов подаются в суд в 10-дневный срок со дня получения постановления о наложении штрафа).

Рассмотрение и разрешение дела по существу. Это важнейшая стадия А. п. Законодательство (напр., Положение об административных комиссиях) чётко определяет порядок производства по адм. делам. Некоторые дела, возникающие из адм.-правовых отношений, законом отнесены к компетенции нар. судов (жалобы на неправильность в списках избирателей, иски об исключении из описи имущества, об отмене незаконно наложенных дисциплинарных взысканий и др.).

Исполнение решения (постановления) по делу возлагается либо на орган, вынесший решение, либо на иные органы управления (милицию, администрацию предприятия, учреждения и т. д.). По нек-рым категориям дел предусмотрены ограничит, сроки исполнения принятых решений (напр., постановление о наложении штрафа, не исполненное в течение 3 месяцев со дня его вынесения, исполнению не подлежит).

На всех стадиях А. п. должны соблюдаться предусмотренные законом процессуальные сроки. Сторонам А. п. предоставляется возможность ознакомления со всеми материалами дела, а в случае необходимости - истребования дополнит, материалов, вызова свидетелей и очевидцев. Решение должно быть принято в установленном законом порядке и в надлежащей форме.

Решения, принятые в порядке А. п., могут быть обжалованы сторонами в вышестоящий орган, а в случаях, установл. законом,- в суд, или опротестованы прокурором в порядке общего надзора.

Развитие и совершенствование А. п. в СССР неразрывно связано с дальнейшей демократизацией гос. аппарата: повышается роль законодат. регулирования адм. процесса, всё более широкое распространение получает принцип коллегиальности и др. демократич. формы деятельности гос. органов, решающих адм. дела, расширяется участие общественности на всех стадиях А. п., совершенствуются адм.-процессуальные гарантии прав сов. граждан.

Лит.: Салищева Н. Г., Административный процесс в СССР, М., 1964.

Н. Г. Салищева.

АДМИНИСТРАЦИЯ (от лат. administratio - управление), 1) в широком смысле - вся деятельность государства по управлению, к-рую К. Маркс определял как...организующую деятельность государства; (М арке К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 1, с. 440). В СССР общегосударственную А. образуют исполнит, и распорядит. гос. органы, осуществляющие функции управления, т. е. повседневное управление экономия., социально-культурным и адм.-политич. строительством в Советском социалистич. гос-ве. 2) В узком смысле - лица, к-рые руководят учреждением или предприятием. Напр., директор предприятия и его заместители, ректор высшего учебного заведения и его заместители образуют соответственно А. данного предприятия, вуза.

В основе деятельности сов. А. лежит принцип законности, общие же правовые основы деятельности общегос. А. установлены Конституцией СССР, а также конституциями союзных и автономных республик. Правовое положение А. предприятий и учреждений, их компетенция определяются Уставом (Положением) этого учреждения. Партийные организации КПСС предприятий, в соответствии с Уставом КПСС, пользуются правом контроля деятельности администрации (ст. 59). Большую помощь в работе А. оказывают профсоюзные орг-ции предприятий и учреждений, постоянно действующие производственные совещания и др. Взаимоотношения вышестоящей и нижестоящей А. строятся на основе принципа демократического централизма.

А. наделяется определёнными правами, необходимыми для реализации возложенных на неё обязанностей (напр., правом на издание актов управления, найма и увольнения рабочих и служащих, поощрения и дисциплинарного наказания подчинённых). Вовне А. представляет интересы учреждения или предприятия, от его имени заключает договоры, выступает в судебных, арбитражных и др. гос. органах, а также в общественных орг-циях. А. Е. Лунёв.

АДМИНИСТРАЦИЯ ВОЕННАЯ, Двоенное управление территорией, занятой в ходе воен. действий. 2) Воен. управление территорией, оккупированной в результате войны. 3) Учебная дисциплина. В дореволюц. России была особым предметом курса Академии Генштаба и рассматривала вопросы воен. законодательства, определявшие устройство и быт рус. армии. В сов. воен.-уч. заведениях А. в. как уч. дисциплина изучается в воен. уч-щах и нек-рых командных воен. академиях; включает изучение основ строительства Вооруж. Сил СССР, их комплектования, организацию соединений и частей, их мобилизацию, развёртывание, организацию работы в штабах и др.

АДМИНИСТРАЦИЯ ПОМОЩИ И ВОССТАНОВЛЕНИЯ Объединённых Наций (United Nations Relief and Rehabilitation Administration; ЮНРРА), междунар. орг-ция, созданная в ходе 2-й мировой войны гос-вами - участниками антигитлеровской коалиции с целью оказания помощи населению стран, освобождённых от нем.-фаш. и япон. оккупации. Договор о создании ЮНРРА подписан 9 нояб. 1943 в Вашингтоне представителями 44 государств: Австралийского Союза, Бельгии, Боливии, Бразилии, Великобритании, Венесуэлы, Гаити, Гватемалы, Гондураса, Греции, Доминиканской Республики, Египта, Индии, Ирана, Ирака, Исландии, Канады, Китая, Колумбии, Коста-Рики, Кубы, Либерии, Люксембурга, Мексики, Нидерландов, Никарагуа, Новой Зеландии, Норвегии, Панамы, Парагвая, Перу, Польши, Сальвадора, СССР, США, Уругвая, Филиппин, Франции, Чехословакии, Чили, Экуадора, Эфиопии, Южно-Афр. Союза и Югославии. В авг. 1945 в члены ЮНРРА были приняты БССР, УССР, Дания, в марте 1946 - Турция. В нач. 1947 пр-ва США и Англии, не желая оказывать помощь на основе междунар. сотрудничества, добились ликвидации ЮНРРА.

Публ.:Правда, 1943, 14 нояб., № 281.

АДМИНИСТРИРОВАНИЕ, 1) управление, заведование. 2) Формалыго-бюро-кратич. управление, осуществляемое лишь посредством приказов и распоряжений, командование, игнорирование роли масс в управлении социалистич. произ-вом.

АДМИРАЛ [голл. admiraal, от араб, амир аль (бахр) - владыка на море], воинское звание (чин) в воен.-мор. флотах. В Европе вощло в употребление в 12 в. в Венеции и Генуе, а затем распространилось на флоты др. стран. В России адмиральские чины (генерал-адмирал, адмирал, вице-адмирал и контр-адмирал) установлены Петром I в кон. 17 - нач. 18 вв. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 7 мая 1940 в ВМФ СССР установлены звания: контр-адмирал, вице-адмирал, адмирал, адмирал флота; для адмиралов инженерно-корабельной службы - инженер-контр-адмирал, инженер-вице-адмирал и инженер-адмирал. 3 марта 1955 вместо звания адмирал флота введено звание Адмирал флота Советского Союза, а 28 апр. 1962 дополнительно введено звание адмирал флота.

АДМИРАЛ (Pyrameis atalanta), дневная бабочка сем. нимфалид. Крылья в размахе 5-6 см. Передние крылья сверху чёрные, на вершине с белыми пятнами и косой красной перевязью, задние - чёрные, с красной краевой полоской. Встречается А. по лесным опушкам, в парках и садах Европы и Азии (в Сибири). Летает в июле - сентябре, а перезимовавшие бабочки - весной. Гусеница живёт на листьях крапивы и чертополоха. Культурным растениям не вредит.

АДМИРАЛ ФЛОТА, воинское звание в ВМФ СССР и нек-рых др. странах (напр., Великобритании). В СССР введено 7 мая 1940. Упразднено 3 марта 1955 с введением звания Адмирал флота Советского Союза', 28 апр. 1962 вновь восстановлено и при этом приравнено к соответствующим общевойсковым воинским званиям - генерал армии и маршал рода войск.

АДМИРАЛ ФЛОТА СОВЕТСКОГО СОЮЗА, высшее воинское звание в ВМФ, соответствующее воинскому званию Маршал Советского Союза. Введено Указом Президиума Верх. Совета СССР от 3 марта 1955.

АДМИРАЛТЕЙСКИЙ ПРИКАЗ, Приказ адмиралтейских дел, центральное гос. учреждение, ведавшее в России в нач. 18 в. строительством, вооружением и снабжением флота. В 1696 возник Адмиралтейский двор в Воронеже в составе Владимирского судного приказа, с ликвидацией к-рогоадмиралтейские и корабельные дела; были переданы в 1700 Ф. М. Апраксину и при нём был образован А. п. В 1712 осн. функции А. п. были переданы Воен.-мор. канцелярии в Петербурге, а приказ преобразован в её хоз. орган- Моск. адмиралтейскую контору.

Лит.: Веселаго Ф. Ф., Краткая история русского флота, 2 изд., М.- Л., 1939.

АДМИРАЛТЕЙСТВА ОСТРОВА (Admiralty Islands), группа вулканич. и коралловых о-вов в Тихом ок., в архипелаге Бисмарка. Входит в состав Новой Гвинеи - подопечной терр. Австрал. Союза. Пл. 2072 км2(наиболее значит, о-в Манус, 1554 кл2). Нас. 19,2 тыс. чел. (1965) - папуасы. Нек-рые острова возвышенны (на о-ве Манус вершина вые. до 719 м) и лесисты. Плантации кокосовой пальмы. Рыболовство. Открыты в 1527- 1529 исп. мореплавателем А. Сааведра.

АДМИРАЛТЕЙСТВ-КОЛЛЕГИЯ, высший орган управления мор. ведомством в России, учреждённый Петром I 12 дек. 1718. Функции А.-к. менялись: руководила строительством гл. обр. воен. кораблей, их вооружением, сооружением портов, гаваней и каналов, подготовкой мор. офицеров и т. д. Первым президентом А.-к. был Ф. М. Апраксин. В 1720 А.-к. было издано собрание воен.-мор. узаконений:Книга - устав морской о всем, что касается доброму управлению в бытность флота в море; (гл. автор - Пётр I). В 1802 А.-к. вошла в состав Мор. мин-ва. Наряду с А.-к. существовал Адмиралтейский департамент (1805-27) с функциями Гл. канцелярии мин-ва. В 1827 А.-к. была преобразована в Адмирал-тейств-совет; существовал до 1917.

Лит.: Веселаго Ф., Краткая история рус. флота (с начала развития мореплавания до 1825), 2 изд., М.- Л., 1939, с. 155-205.

АДМИРАЛТЕЙСТВО, 1) осн. центр воен. кораблестроения для отдельного мор. театра. В России в кон. 17-19 вв. имелись А. в Воронеже (1695-1711), Петербурге, Севастополе, Николаеве и в Кронштадте. А. обычно располагались в гаванях, портах и на удобных для спуска кораблей берегах рек, напр. Главное А. в Петербурге было расположено на левом берегу Невы. В 1704-1844 здесь строились корабли, а затем в нём были размещены органы управления флотом. 2) Здание в Ленинграде, выдающееся произведение русской и мировой архитектуры. Заложено как корабельная верфь в 1704 Петром I, к-рому принадлежал осн. замысел сооружения. С 1727 по 1738 перестраивалось И. К. Коробовым, с 1806-А. Д. Захаровым (закончено в 1823), создавшим монументальное здание в строгих формах рус. ампира. А., к башне к-рого сходятся 3 магистрали города, является центром архит. композиции Ленинграда. Органич. связь скульптуры (работы Ф. Ф. Щедрина, И. И. Те-ребенёва и др.) фасадов и интерьеров А. с архитектурой здания - блестящий образец синтеза этих двух иск-в.

Лит.: Сашонко В. Н., Адмиралтейство, Л., 1965; Синявер М. М., Адмиралтейство, М.-Л., 1948 (Памятники русской архитектуры).

3) В Великобритании высший орган управления и командования мор. силами, соответствующий мор. мин-ву. Существовал с 1690 как коллегия из врем, членов А. вместо единоличного до этого управления лорда верховного адмирала. С 1869 А. возглавляет первый лорд А., он же мор. министр, к-рому подчинён совет А. из высших мор. офицеров.

АДМИРАЛТЕЙСТВ - СОВЕТ, совещательный орган мор. министра, учреждённый в России 24 авг. 1827 взамен Адмиралтейств-коллегий', с 1836 приобрёл функции высшего учреждения мор. мин-ва по хоз. части, руководящего хоз. департаментами. В состав А.-с. входили председатель (нач. Главного мор. штаба - по должности) и назначаемые императором члены. С 1860 компетенция А.-с. была расширена: обсуждал законопроекты, проекты адм. распоряжений мор. ведомства, финанс. сметы, хоз. и др. дела. Члены А.-с. получили права инспекции флотов, портов и мор. учреждений. Совет состоял из председателя - гл. нач. флота и мор. ведомства, с 26 июня (9 июля) 1906 - мор. министра, управляющего Мор. мин-вом и 5 членов. С 5 марта 1907 А.-с. становится высшим учреждением флота, подчинённым непосредственно верх, власти. Компетенция А.-с. ещё более расширяется: рассматривает программы кораблестроения, проекты плавания и боевого комплектования кораблей, хоз. дела, превышающие власть министра, и т. п. Упразднён декретом Сов. власти от 23 нояб. (6 дек.) 1917. Н. П. Ерошкин.

АДМИРАЛТИ (Admiralty Range), горный хребет в сев.-зап. части Земли Виктории (Вост. Антарктида). Дл. более 100 км. Зап. отроги хребта достигают моря Росса южнее п-ова Адэр. Вые. до 3850 м (г. Сабин). Сложен в основном докем-брийскими песчаниками, глинистыми сланцами и известняками, местами прорванными интрузиями гранитов. Изрезан долинами, заполненными мощными ледниками. Открыт в 1841 англ. антарктич. экспедицией Дж. Росса, назван им в честь Брит, адмиралтейства. Л. И. Дубровин.

АДН (ADN; сокр. от Allgemeiner Deu-tscher Nachrichtendienst), телеграфное ин-формац. агентство ГДР. Находится в Берлине. Осн. в окт. 1946. Постоянные корреспонденты - более чем в 38 странах (1968). Поддерживает договорные отношения о взаимном обмене информацией с 48 иностранными информац. агентствами. Распространяет ежедневные радиопередачи более чем в 30 странах.

АДН (Центральбильд) получает фотоматериалы из 45 стран.

АДНЕКСИТ (от лат. adnexa - придатки), воспаление придатков матки, то же, что сальпингоофорит.

АДОБА, адоб (исп. adobe, от араб, ат-туб), сырцовый кирпич из глины и резаной соломы, то же, что саман. В бедных камнем р-нах Мексики, Центр, и Юж. Америки и на Ю.-З. США с древних времён из А. строили крупные сооружения в городах и селениях. Ныне А. применяется гл. обр. в нар. зодчестве.

АДОКСА МУСКУСНАЯ, травянистое растение сем. жимолостных. См. Мускатница.

АДОЛЕСКАРИЙ, адолескария, личиночная стадия развития нек-рых паразитических червей класса трематод. Образуется из церкария во внешней среде, обычно в водоёмах. Представляет собой неподвижную цисту, прикреплённую к водным растениям, погружённым в воду предметам или лежащую на дне водоёма. Попадая с пищей или водой в организм окончат, хозяина, превращается в половозрелого паразитич. червя.

АДОНАЙ (др.-евр.-господа мои; форма т. н. уважительного множественного числа, в смыслемой господь), обозначение бога в Ветхом завете. В иудаистской традиции слово А.; заменяет в произношении имя бога Яхве, когда оно встречается в священных текстах.

АДОНИС (греч. Adonis, от финик. адон - господин), греч. название финик, божества растительности и плодородия, соответствующего вавилонскому Таммузу. Культ А. известен со 2-го тыс. до н. э., а с нач. 1-го тыс. распространился по финик, колониям в Средиземноморье и затем проник в Грецию (в греч. мифологии А.- возлюбленный Афродиты). Культ А. оказал влияние на христианство (миф о страждущем боге).

Лит.: Фрезер Д., Золотая ветвь, пер.с англ., М., 1928; BaudissinW. W., Adonis und Esmun, Lpz., 1911.

АДОНИС, малая планета, открыта в 1936 белы, астрономом Э. Дельпортом. Расстояния от Солнца в перигелии 0,435 астрономич. единицы, в афелии 3,50 астрономич. единицы. Может подходить к Земле на расстояние 2 млн. км.

АДОНИС (Adonis), род одно- или многолетних травянистых растений сем. лютиковых. Листья сильно рассечённые. Цветки одиночные, крупные. Ок. 20 видов. Дико растут в Ср. и Юж. Европе, в Сибири и Вост. Азии. В СССР ок. 15 видов. Наиболее распространён весенний А. (или горицвет) - A. ver-nalis - многолетник с коротким корневищем и крупными жёлтыми цветками! произрастает в лесостепной и степной зонах Европ. части СССР и в Сибири, а также в Зап. Европе. Трава содержит сердечные гликозиды, в связи с чем применяется в медицине, как и нек-рые др. виды A. (A. amurensis, A. turkestanicus и др.). Есть сорняки (напр., однолетний вид A. flammeus). В СССР культивируется A. vernalis, размножаемый семенами и корневищами. Водный настой травы и цветков A. vernalis (адонизид) применяют по назначению врача при хронич. недостаточности сердечной деятельности, сердечно-сосудистых неврозах. Нельзя принимать А. при резких органич. изменениях сердца и сосудов.

Адонис весенний.

Лит.: Атлас лекарственных растений СССР, М., 1962.

АДОНЦ Николай Георгиевич [10(22).1. 1871-27.1.1942], армянский буржуазный историк. В 1899 окончил Петерб. ун-т; с 1916 - проф. ун-та. В 1920 уехал за границу; с 1930 проф. Брюссельского ун-та. Наиболее значит, труд А.- магистерская дисс. на рус. яз.Армения в эпоху Юстиниана; (1908), где впервые в арм. историографии поставлен вопрос о нахарарском строе как местной разновидности феодализма (см. Нахарары), а также изучены мн. проблемы ист. географии Армении. Докт. дисс.-Дионисий Фракийский и армянские толкователи; (1915). Автор источниковедч. статей, в к-рых исследованы соч. арм. историков: Мовсеса Хоренаци, Фавстоса Бузанда, Корюна.

АДОРАТСКИЙ Владимир Викторович [7(19).8.1878-5.6.1945], деятель Комму-нистич. партии, историк, философ. Акад. АН СССР (1932). Род. в Казани в семье служащего. Окончил юридич. ф-т Казанского ун-та. В революц. движении с 1900. Чл. Коммунистич. партии с 1904, был секретарём Казанского к-та РСДРП. В дек. 1905 сослан в Астраханскую губ., в 1906 выслан за границу. После Окт. революции в 1920-29 зам. зав. Центр, архивным управлением, с 1928 чл. дирекции Ин-та Ленина, в 1931-39 директор Ин-та Маркса - Энгельса - Ленина; одновременно руководил Ин-том философии АН СССР. С 1939 гл. редактор Ин-та Маркса - Энгельса - Ленина. Делегат 16-го, 17-го и 18-го съездов КПСС. Науч. деятельность посвятил вопросам истории марксизма. Под редакцией А. вышли 15 томов Соч. Маркса и Энгельса на рус. яз. и 8 томов на языке оригинала. Кроме того, подготовил издание избр. писем Маркса и Энгельса (1 изд., 1922). А.- один из редакторов Соч. В. И. Ленина и Ленинских сб. (с 11 по 32). Перу А. принадлежит ряд пособий по изучению марксизма-ленинизма. Портрет стр. 228.

С о ч.: Избр. произведения, М., 1961.

Лит.: Конюшая Р. П., Ученый-марксист,Вопросы истории КПСС, 1963, № 8.

АДОРНО (Adorno) Теодор [фам. отца - Визенгрунд (Wiesengrund); A.- фам. матери] (11.9.1903, Франкфурт-на-Майне,-6.8.1969, Бриг, Швейцария), немецкий философ, социолог и музыковед. В 1931-33 доцент Франкфуртского ун-та. После 1933 в эмиграции в Англии, с 1938 в США. С 1949 во Франкфурте-на-Майне; проф. ун-та (с 1950), руководитель Ин-та социальных исследований (с 1953). Критика культуры и общества, развитая А. совместно с нем. социологом М. Хорк-хеймером (Диалектика просвещения, 1947), сложилась в русле идей гегелевской диалектики, теории товарного фетишизма, отчасти - психоанализа 3. Фрейда. В центре внимания А.- критич. анализ изменений в характере человека в т. н. управляемом обществе, в понятии к-рого А. в сущности отождествляет бурж. и социалистич. общество. В период пребывания в США А. и его сотрудниками было проведено конкретное исследование структуры и формирования т. н. авторитарной личности, рассматриваемой как психологич. предпосылка фашизма (Авторитарная личность, 1950). Вслед за В. Беньямином А. видит цель философии не в ;конструировании всеобщего, а в раскрытии специфики единичного и особенного (Отрицательная диалектика, 1966). В ряде работ подверг критике феноменологию, экзистенциализм и неопозитивизм.

В филос.-эстетич. концепцииновой музыки; А. ориентируется на творчество австрийских композиторов А. Шёнберга, А. Берга, А. Веберна, видя в нём адекватное раскрытие страха и отчаяния одинокого человека в совр. бурж. обществе. С этой точки зрения А. критикует неоклассицизм И. Стравинского как ;реставрацию; отживших муз. форм (Философия новой' музыки, 1949), массовую стандартизованную муз. культуру и ложное муз. сознание, утрачивающее способность к восприятию художеств, формы как целого. Автор ряда муз. произв. (ученик А. Берга). Свойственная работам А. афористич. лаконичность стиля сложилась под влиянием К. Крау-са. В ряде работ и выступлений А. содержатся выпады в отношении обществ, и культурной жизни социалистич. стран. Оказал значит, воздействие на совр. бурж. социологию, философию и музыковедение.

Соч.: Zur Metakritik der Erkenntnistheo-rie, Stuttg., 1956; Noten zur Literatur, Bd 1-3, Fr./M., 1958-65;. Klangfiguren, В., 1959; Einleitung in die Musiksoziologie, Fr./M., 1962; Minima Moralia, Fr./M., 1962; Dissonanzen, 3 Aufl., Gott., 1963; Quasi una fantasia, Fr./M., 1963; Negative Dia-lektik, Fr./M., 1966.

Лит.: Манн Т., Собр. соч., т. 9, М., 1960, с. 228 - 31; 3 о л т а и Д., Музыкальная культура современности в зеркале эстетики Т. Адорно,Вопросы философии, 1968, № 3; Давыдов Ю., Негативная диалектикаНегативной диалектики; Адорно,Советская музыка, 1969, № 7 - 8.

Ю. Н. Попов.

АДРАР-ИФОРАС (франц. Adrar des Iforas), плоскогорье на Ю. Сахары, в Мали. Сложено древними гранитами. Ср. вые. 700 м (наибольшая до 1000 м). В долинах - уэдах, сохраняющих грунтовые воды, заросли ксерофитных злаков, в водосборных котловинах верховин и в низовьях - саванны. На вершинах - горные пустыни. Разводят верблюдов, зебу, в редких оазисах выращивают пшеницу, табак, перец, лук. Через А.-И. идёт караванная дорога из Алжира в Мали. Л. А. Михайлова.

АДРАСМАН, посёлок гор. типа на С. Тадж. ССР. Расположен на юго-зап. склонах Кураминского хр., в 60 км к С.-З. от ж.-д. ст. Рапкан (на линии Хаваст - Коканд). 8,9 тыс. жит. (1968). Добыча свинцово-висмутовых руд. 3-д низковольтной аппаратуры.

АДРЕНАЛИН (от лат. ad - при и гепа-lis - почечный), гормон мозгового слоя надпочечников, играющий важную роль в жизнедеятельности организма животного и человека. А.- производное пирокатехина- L-метиламиноэтанолпирока-техин:

Мол. масса 183,2. Белые кристаллы, оптически активен; растворим в горячей воде, к-тах и щелочах, нестоек, легко образует различные продукты превращения. А. выделен в 1901, синтезирован в 1905. Образуется из аминокислот фенилалани-на и тирозина в хромаффинных (легко окрашиваемых) гранулах надпочечников, из к-рых выделяется в кровоток. Предшественником А. в организме является норадреналин - передатчик (медиатор) нервных импульсов в симпатич. нервной системе.

Поступая в кровь, А. повышает потребление кислорода органами и тканями, участвует в мобилизации гликогена, расщепление к-рого приводит к нарастанию уровня сахара в крови (гипергликемия); стимулирует обмен веществ (белковый, углеводный, жировой, минеральный), повышает артериальное давление (гл. обр. вследствие сужения мелких периферич. сосудов), учащает и усиливает сердцебиение, ускоряет ритм дыхания, замедляет перистальтику кишок и т. д. При эмоц. переживаниях, усиленной мышечной работе, удушье, охлаждении, понижении уровня сахара в крови (гипогликемия) содержание А. в крови резко повышается (см. Адаптационный синдром). При ряде заболеваний внутр. органов, нервной системы, желез внутр. секреции и др. содержание А. в организме увеличивается или уменьшается, что может осложнить течение болезни.

Для лечебных целей А. получают из надпочечников животных, а также синтетически. Раствор хлористоводородной соли А. вводят под кожу при падении кровяного давления, при бронхиальной астме и др. аллергич. заболеваниях (см. Аллергия), при местном обезболивании, для обескровливания раны во время операций. Иногда применяют местно для остановки кровотечения. А. противопоказан при гипертонич. болезни, атеросклерозе, тяжёлых органич. поражениях сердца.

Лит.: Адреналин и норадреналин. [Доклады конференции. 1-3 дек. 1962 г.], М., 1964; Матлина Э. Ш. и Меньшиков В. В., Клиническая биохимия кате-холаминов, М., 1967. Г. Н. Кассиль.

АДРЕНАЛОВАЯ СИСТЕМА, хромаффинная система, совокупность клеток неврогенного происхождения (хромаффинных), продуцирующих адреналин и норадреналин и встречающихся у человека и животных в виде более или менее крупных скоплений в различных образованиях симпатич. отдела вегетативной нервной системы (напр., в солнечном сплетении, почечном, околоаортальном и др.). Наиболее крупное и постоянное скопление хромаффинных клеток - мозговая часть надпочечников. Поскольку адреналин и норадреналин являются гормонами, А. с. входит в состав эндокринной системы. См. Внутренняя секреция, м. Н. Жильцова.

АДРЕНЕРГИЧЕСКИЕ НЕРВНЫЕ ВОЛОКНА [от адрен(алин) и греч. ergon - воздействие], волокна вегетативной нервной системы, по к-рым возбуждение от нервного узла (ганглия) передаётся с помощью медиаторов (в основном норадре-налина) на иннервируемый рабочий орган. А. н. в. составляют большую часть постганглионарных симпатич. нервов.

АДРЕНОКОРТИКОТРОПНЫЙ ГОРМОН, АКТГ, кортикотропин, гормон, вырабатываемый передней долей гипофиза', стимулирует функцию коры надпочечников (выработку корти-костероидов, в частности кортизола) и тем способствует нормальному течению процессов обмена веществ и повышению сопротивляемости организма человека и животных влиянию неблагоприятных условий, представляет собой пеп-тидную цепь из 39 аминокислотных остатков. Мол. масса ок. 4500. Биол. активность обусловлена 24 аминокислотными остатками, примыкающими к аминному концу молекулы; остальные 15 определяют видовые различия и иммунологич. свойства гормона. Помимо осн. действия на надпочечники, АКТГ обнаруживаеттакже жиромобилизующую и меланоци-тостимулирующую активность. При необходимости мобилизации защитных сил организма (травма, i-нфекцня, трудная ситуация и т. п.- см. Адаптационный синдром) АКТГ выделяется в кровь в повыш. количестве.

Выделение АКТГ гипофизом находится под контролем гипоталамуса. Передача регулирующих влияний от гипоталамуса к гипофизу осуществляется с помощью нейрогуморального вещества, вероятно, пептидной природы, содержащегося в гипоталамусе. Это вещество наз. АКТГ-релизинг-фактор (от англ, release - освобождать), или CRF.

АКТГ используется как гормональный препарат для лечения больных с недостаточностью коры надпочечников, вызванной поражением гипофиза, а также при лечении ревматизма, полиартритов, подагры, бронхиальной астмы, экземы и пр. аллергических и др. заболеваний.

Для мед. применения АКТГ получают из гипофизов убойного скота. Осуществлено получение АКТГ синтетически; эти препараты, отличающиеся по структуре от природного АКТГ, обладают более высокой биологич. активностью.

Лит.: Панков Ю. А., Химия АКТГ и механизм регуляции его секреции, ;Успехи современной биологии, 1959, т. 47, № 3; Горизонтов П. Д., Протасов а Т. Н., Роль АКТГ и кортикостерондов в патологии, М., 1968; Schwyzer R., Chemistry and metabolic action of nonsteroid hormones,Annual Review of Biochemistry, 1964, v. 33, p. 259-85. Ю. А. Панков.

АДРЕНОЛИТИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА, группа лекарств, веществ - антагонистов адреналина и норадреналина; вызывают сужение сосудов, расслабление гладких мышц бронхов и кишечника. См. Симпатолитические средства.

АДРЕС (франц. adresse), 1) местонахождение учреждения, предприятия или местожительство лица. 2) Письменное приветствие, обращённое к лицу, учреждению, орг-ции. 3) А. в вычислит, технике - см. Адрес в технике.

АДРЕС в технике, код, определяющий местоположение информации в электронной вычислит, машине (ЭВМ). Истинными А. наз. конкретные коды, соответствующие номерам ячеек (блока, устройства), хранящих информацию. Относительными А. наз. номера ячеек памяти, отсчитанные от некоторой особо выбранной ячейки, чаще всего той, в которой хранится команда, содержащая относит. А. Символическим А. наз. условное обозначение А., применяемое- для удобства при программировании. Относит, и символич. А. переводятся в истинные либо вручную после составления и проверки всей программы, либо автоматически в машине по спец. программам. В машине А. преобразовывается дешифратором в систему управляющих сигналов, обеспечивающих обращение к соответствующим данному А. ячейкам. Большинство ЭВМ обладает возможностью схемного преобразования А. в процессе выполнения команды. А., поступающий на дешифратор, называется исполнительным, а извлекаемый в составе команды из памяти ЭВМ - исходным, или просто А.

"АДРЕС ПЯТИ", один из либеральных проектов реформ, представленный Александру II в сент. 1859 членами губернских комитетов А. М. Унковским (Тверская губ.), Д. Н. Хрущевым, А. Г. Шретером (Харьковская губ.), Д. В. Васильевым и П. Н. Дубровиным (Ярославская губ.). Составлен Шретером. Выдвигал программу бурж.-либеральных преобразований: освобождение крестьян с землёй за выкуп; образование местного общесословного выборного хоз.-распорядит. управления; учреждение суда присяжных ^ведение гласного судопроизводства и др. ;А. п.; критиковал проект редакционных комиссий за установление высоких размеров крест, наделов и низких норм оброка.А. п.; не достиг цели, авторы его получили выговор от имени царя. Опубликован в кн. Г. А. ДжаншиеваА. М. Унковский и освобождение крестьян; (1894). П. А. Зайончковский.

АДРЕСНОСТЬ электронных вычислит, машин (ЭВМ), количество адресов в команде. А. определяется: характером и связностью выполняемых операций; длиной разрядной сетки машины; ёмкостью и структурой оперативного запоминающего устройства (ОЗУ). По количеству адресов команды делятся на многоадресные, одноадресные и безадресные (см. также Команда). В многоадресных командах А. может быть равномерной и неравномерной. Равномерная А. характеризуется одинаковой структурой и длиной всех адресов команды. При неравномерной А. в одной части команды содержатся полные (по всему объёму ОЗУ) и короткие (связанные с частью ОЗУ) адреса. В ряде случаев короткие адреса относятся к спец. сверхбыстродействующим ОЗУ ограниченного объёма. Для ЭВМ широкого назначения (напр., БЭСМ-6,Урал-16) наиболее распространены одноадресные команды, позволяющие либо существенно расширить её служебную часть, либо размещать в каждой ячейке по 2 команды. Предельный случай - безадресная к о м а н -д а (нулевая А.), при к-рой адресная часть в команде отсутствует вообще, операнды размещаются в самой команде либо специально в ОЗУ и выбираются по заранее определённому закону. Нулевая А. применяется чаще всего в сочетании с др. структурами команд (напр.,Бер-роуз-5000, США).

Различают постоянную А., при к-рой количество адресов в команде устанавливается при разработке ЭВМ, и переменную А., предусматривающую оперативное изменение А. в процессе вычислений в зависимости от характера выполняемых процедур (напр.,Берроуз-501, США). Переменная А. существенно повышает производительность ЭВМ, однако её реализация сопряжена с конструктивными и схемными усложнениями. Наиболее легко переменная А. осуществляется при последовательном или параллельно-последовательном способе обработки информации, как, напр., в ЭВМ ;Минск-23;.

И. А. Данильченко.

АДРЕСНЫЙ ЯЗЫК, формальный язык для описания процессов преобразования информации в ЦВМ. Разработан в Вычислительном центре АН УССР в качестве входного языка автоматич. программирования (см. Язык программирования). Описание вычислит, процесса на А. я. наз. адресным алгоритмом. В А. я. наряду с множеством элементов информации (исходные данные, промежуточные и окончат, результаты) рассматривается множество адресов; в частном случае адресами могут быть номера ячеек запоминающего устройства ЦВМ, в к-рых располагаются исходные данные. Каждый элемент информации однозначно соответствует опре-дел. адресу. В свою очередь, нек-рые адреса могут однозначно соответствовать др. адресам. Если в - элемент информации или адрес, к-рый однозначно соответствует адресу а, то в А. я. это записывается в виде формулы 'а = в. Выражение, образованное из математич. символов и знака ('), наз. адресной функцией. Вычисление новых значений и засылка их по определённым адресам задаётся адресной формулой, т. е. двумя адресными функциями, соединёнными символом засылки (= ). Запись в = а означает, что элемент информации или адрес в записывается по адресу а (после этой операции 'а = в).

Адресный алгоритм - последовательность адресных формул и нек-рых др. символов - с помощью спец. программы-транслятора преобразуется в программу на языке ЦВМ. Для каждого конкретного транслятора А. я. уточняется.

Н. А. Криницкий.

АДРИАН Публий Элий (Publius Aelius Hadrianus) (76-138), римский император (117-138) из династии Антонинов. Правление А. отмечено дальнейшей централизацией гос. учреждений и усилением императорской власти. Была ликвидирована система сдачи на откуп гос. налогов, расширена система алиментации. В противовес сенату А. усилил роль Совета принцепса, превратив его в офиц. совещательный постоянно действующий орган. А. опирался на всадников. По его приказу была проведена кодификация рим. права, собраны действующие преторские эдикты и издан т. н.Постоянный эдикт, после чего законодат. инициатива стала целиком компетенцией императора. Проводя жизнь в разъездах по империи, А. лично контролировал провинц. управление и инспектировал войска. Привлекая к себе симпатии рабовладельч. провинц. верхушки, поддерживал гор. советы, поощряя строительство и оказывая материальную помощь. На границах империи А. создал мощную систему укреплений и оборонит, валов. При нём произошло крупное антирим. восстание под рук. Бар-Кохбы в 132-135 в Иудее. Портретстр. 280.

Лит.: Henderson В. W., Life and princip