загляните на купон-скидку или справочники: окна kbe, окна veka, окна rehau, остекление балкона, остекление лоджии, изготовление окон, монтаж окон, остекление, производство окон, металлопластиковые окна, окна пвх, пластиковые окна, установка окон, стеклопакеты и евроокна.



ВСЁ О СТРОИТЕЛЬСТВЕ, ЖЕЛЕЗОБЕТОНЕ, БЕТОНЕ, АРХИТЕКТУРЕ И НЕ ТОЛЬКО...:
ОПРЕДЕЛЕНИЯ:

АСФАЛЬТИРОВАНИЕ, устройство асфальтобетонных покрытий на автомобильных дорогах, улицах, аэродромах и т. п. путём укладки и уплотнения асфальтобетонной смеси по предварительно подготовленному основанию. В зависимости от назначения покрытия асфальтобетонную смесь (асфальтобетон) укладывают в один или два слоя на основание из щебня, гравия (нежёсткое основание) или бетона (жёсткое основание). Нижний слой толщиной 4-5 см устраивают из крупно- или среднезерни-стой смеси с остаточной пористостью 5-10% ; верхний слой толщиной 3-4 см-из средне- или мелкозернистой смеси (остаточная пористость 3-5%). При тяжёлых нагрузках и интенсивном движении транспорта покрытия устраивают 3-4-слойными общей толщиной 12-15 см. АСФАЛЬТИРОВАНИЕ начинается с очистки основания от пыли и грязи механич. дорожными щётками и поливомоечными машинами, исправления неровностей основания, обработки его поверхности жидким битумом или битумной эмульсией. Асфальтобетонная смесь приготовляется в асфальтобетоно-смесителях на стационарных или полустационарных заводах (установках), доставляется на место автомобилями-самосвалами и загружается в приёмный бункер асфалътобетоноукладчика, к-рый укладывает, разравнивает и предварительно уплотняет смесь. Окончат. уплотнение осуществляется катками дорожными. .


КОММУНАЛЬНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО, отрасль строительства, занятая сооружением объектов, связанных с обслуживанием жителей городов, посёлков городского типа, районных сельских центров и населённых пунктов сельской местности. В числе этих объектов: системы водоснабжения и канализации с очистными сооружениями и сетями; сооружения городского электрического транспорта с путевым, энергетическим хозяйством, депо и ремонтными предприятиями; сети газоснабжения и теплоснабжения с распределительными пунктами, районными и квартальными котельными; электрические сети и устройства напряжением ниже 35 кв; гостиницы; городские гидротехнические сооружения; объекты внешнего благоустройства населённых мест, озеленения, дороги, мосты, путепроводы, ливнестоки; предприятия санитарной очистки, мусороперерабатывающие и др. Планомерное развитие КОММУНАЛЬНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА в СССР началось ещё в 1-й пятилетке и осуществлялось нарастающими темпами до начала Великой Отечеств, войны 1941-45. В годы 4-й пятилетки (1946-50) проводились работы по восстановлению объектов коммунального назначения, разрушенных во время нем.-фаш. оккупации. В последующие годы КОММУНАЛЬНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО велось высокими темпами в связи с бурным развитием промышленности, культуры, увеличением численности городов и посёлков городского типа .
ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО, теория и практика планировки и застройки городов (см. Город). ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО определяют социальный строй, уровень развития производственных сил, науки и культуры, природно-климатичие условия и национальные особенности страны. ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО охватывает сложный комплекс социально-экономических, строительно-технических, архитектурно-художественных, а также санитарно-гигиенических проблем. Общим для ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО досоциалистических формаций является большее или меньшее влияние на него частной собственности на землю и недвижимое имущество..
ЗЕЛЁНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО, составная часть современного градостроительства. Городские парки, сады, скверы, бульвары, загородные парки (лесопарки, лугопарки, гидропарки, исторические, этнографические, мемориальные), национальные парки, народные парки, тесно связанные с планировочной структурой города, являются необходимым элементом общегородского ландшафта. Они способствуют образованию благоприятной в санитарно-гигиеническом отношении среды, частично определяют функциональную организацию городских территорий, служат местами массового отдыха трудящихся и содействуют художественной выразительности архитектурых ансамблей. При разработке проектов садов и парков учитывают динамику роста деревьев, состояние и расцветку их крон в зависимости от времени года.

Главная страница
Поиск по сайту
Оглавление страниц

Объяснение слов: словарь, справочник, информация. Строительство, экономика, промышленность - все сферы жизни: от А до Г, от Г до П и от П до Я

упных районных информационно-вычислит. центров (ИВЦ) для комплексного обслуживания предприятий и органов экономич. управления района, включая органы планирования и управления произ-вом, снабжения, банковские и финансовые, статистич., торговые и др. Отдельные крупные предприятия и органы управления могут иметь свои машинно-счётные станции или средние и малые ЭВМ. На первом этапе материалы в ИВЦ могут доставляться в осн. вручную. В дальнейшем ИВЦ должны быть связаны спец. линиями связи или существующей телеф. и телегр. сетью с вводными и выводными устройствами, а также с оборудованием предварит, обработки или фиксации информации, установленным непосредственно на предприятиях и в учреждениях. В этом случае громоздкий документооборот и переписка заменяются непосредственным обменом телегр. или телеф. передачами с автоматич. записью, обработкой и хранением поступающих сведений. При создании такой развитой сети кибернетич. систем представляется возможность перейти от управления по полной информации к управлению по возмущениям (отклонениям от заданного режима), что во много раз сокращает объём необходимой экономич. информации и намного удешевляет и упрощает управление. Способность кибернетич. систем к накоплению опыта и самообучению содействует разработке методов оптимального управления процессом общественного произ-ва.

Примером комплексной А. у. р. может служить информационно-управляющая системаЛьвов, созданная Институтом кибернетики АН УССР и Львовским телевизионным э-дом для предприятий с массовым и крупносерийным произ-вом. Основной организац. единицей системы является ИВЦ з-да, включающий службы приёма и контроля информации, нормативов, текущих расчётов, группы экономико-ма-тематич. и технич. разработок и развития системы.

В состав технич. средств системы входит ЭВМ Минск-22; с устройствами ввода, вывода и сопряжения с телегр. каналами связи, автоматич. датчиками учёта количества выпущенных деталей, рабочих шагов конвейерных линий и контроля состояния оборудования. В системе применены также пром. телевизионные установки, установки передачи информации, световые люминесцентные табло и ряд др. средств. ИВЦ автоматически собирает и обрабатывает информацию о ходе производства, состоянии оборудования, наличии и движении материалов, покупных де_талей, изделий и готовой продукции; выдаёт необходимые справки службам завода и выполняет различные планово-экономич. расчёты. Применение системы типа ;Львов повышает ритмичность произ-ва и снабжения, увеличивает производительность труда, снижает себестоимость продукции, сокращает непроизводит. расходы. У словно-годовой Э1:ономич. эффект от внедрения этой системы составил 201,5 тыс. руб. (по данным на 1967). СистемаЛьвов; позволила заводу увеличить план выпуска телевизоров в 1968 на 18 тыс. штук без увеличения производств, мощностей. Ориентировочный срок окупаемости - 3 года.

Комплексная А. у. р., освобождая человека от огромного объёма механич. работы по сбору и переработке информации и выработки стандартных актов управления, повышает его творческую роль, давая необходимый материал для более глубокого анализа, разработки новых,ещё более совершенных методов управления.

Лит.: Немчинов В. С., Экономико-математические методы и модели, М., 1962; Применение электронных вычислительных машин в управлении производством, под ред. О. В. Козловой, М., 1965; Берг А.И., Черняк Ю. И., Информация и управление, М., 1966; Глушков В. М., Перспективы использования автоматизированных систем управления в народном хозяйстве,Механизация и автоматизация управления, 1967 , Хе2; Лаптев А. Л., Смирницкий Е. К., Механизация п автоматизация инженерно-управленческого труда. Справочник, М., 1967. А. И. Китов.

АВТОМАТИЗИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ КЛАСС (АОК), учебное помещение, оборудованное комплексом технич. средств, механизирующих и автоматизирующих процесс обучения с целью повышения эффективности труда преподавателя и учащихся и сокращения времени обучения. В АОК одновременно занимаются от 10 до 40 чел. Оборудование АОК в осн. служит для контроля знаний учащихся, а также для механизации и автоматизации различного рода разъяснений и накопления сведений о ходе занятий (см. Программированное обучение).

Примером оборудования АОК, предназначенного для автоматизации контроля знаний учащихся и процесса разъяснения ошибок, допущенных ими при ответе, может служить комплект из 12(24) информационных контролирующих устройствЭкзаменатор МЭИ (К-54), объединённых центральным пультом преподавателя (рис. 1). Преподаватель, ведущий занятие с центрального пульта, устанавливает программу проверки знаний и получает на пульте результаты контрольной работы.

Автоматизированный класс контролируемого обучения с разветвлённым доэиро-ванием (АККОРД) оборудован средствами индивидуального обучения и контроля, а также запоминающим устройством результатов индивидуального контроля. Основной учебный материал, подлежащий усвоению, каждый учащийся изучает по обучающей программе или программированному учебнику. Проработка каждой дозы учебного материала контролируется выборочным методом. В зависимости от результатов ответов на контрольную серию вопросов учащийся инструктируется о дальнейшем порядке работы. Переход к следующей дозе осуществляется после правильного ответа на всю серию контрольных вопросов. При нескольких неверных ответах (60 - 80% правильных ответов) указывается та часть материала, к-рую необходимо повторить,при большем числе ошибок (менее 40% правильных ответов) даётся задание повторить весь материал дозы. Для самостоятельного устранения повторно допущенной ошибки предусматривается либо выдача дополнит, и разъяснит, материалов (печатных пли записанных

Рис. 1. Автоматизированного обучения класс, оборудованный информационно-контролирующими устройствамиЭкзаменатор МЭИ в ;информаторе-консультанте), либо получение помощи от преподавателя. Осн. оборудование АККОРД состоит из центрального пульта преподавателя и индивидуальных пультов учащихся (до 30 мест). На пульте учащегося (рис. 2) расположено 5 пар ключей для ввода ответов на контрольную серию вопросов и устройство индикации, отражающее правильные ответы и инструктирующее о дальнейшем порядке обучения. На центральном пульте индицируются правильные и неправильные ответы всех учащихся, световым сигналом производитсявызов на преподавателя, отсюда же осуществляется управление работой отд. мест АОК. Вспомогат, оборудование состоит из управляемого магнитофона и диапроектора, к к-рым любой учащийся обращается при помощи спец. пульта.

Комплекс оборудования АОК, базирующийся на ЦВМ (напр.,Днепр), может обслуживать одновременно и независимо до 10 классов по 25 рабочих мест. Каждое рабочее место учащегося оборудовано пультом ввода информации и устройством вывода. С пульта ввода учащийся запрашивает задание на обучение, вводит п ЦВМ ответы на контрольные вопросы. На цифровых индикаторах устройства вывода фиксируется адрес (номер) карточки с информационным материалом, к-рый следует просмотреть учащемуся. В состав отд. устройств вывода входят управляемые диапроекторы, к-рые по сигналам ЦВМ могут демонстрировать учащемуся тот или иной диапозитив или кадр киноплёнки. Преподаватель с помощью спец. выводного устройства в виде табло получает информацию о количестве материала, пройденного каждым учащимся.

Лит.: Чиликин М. Г., Использование технических средств в учебном процессе,Известия высших учебных заведений. Радиотехника, 1963, № 4; Сборник докладов Московского энергетического ин-та по вопросу об эффективных методах обучения, ч. 1 - 2, М., 1966; Ростунов Т. И., Программированное обучение и обучающие машины, К., 1967.

Ю. Н. Кушелев, И. М. Глыздов, В. Н. Ермаков.

АВТОМАТИЗМ, 1)в физиологии способность органа или отдельных клеток к ритмической, периодической или апериодической деятельности, вне очевидной связи с внешними побудительными причинами (напр., сокращения сердца, петли кишки, даже удалённых из организма, мерцаниересничек; нек-рых эпителиальных клеток, движение протоплазмы в растит, клетках и т. п.). Причиной А. является либо цикличность обменных процессов в клетках, либо - на более высокой ступени организации - деятельность систем возбудимых клеток (напр., нервных клеток, расположенных в сердечной мышце или дыхательном центре в мозгу). Другой формой А., возникающей в результате закрепления условнорефлекторных связей (см. Условные рефлексы), являются стереотипные действия, осуществляемые пассивно, ;машинообразно, напр, движения конечностей при ходьбе, а также т. н. содружественные движения, захватывающие различные группы мышц (шеи, туловища, конечностей) и др. двигательные А. (см. Движения животных и человека).

2) В психологии действие, осуществляющееся при почти полном отсутствии контроля сознания. В отличие от физиол. процессов (дыхание, работа сердца и т. п.), являющихся изначально непроизвольными, психич. действия первоначально протекают под контролем сознания и лишь постепенно, по мере научения, превращаются в автоматические, к-рые выступают как основа различного рода навыков. На физиол.уровне А. соответствует динамический стереотип. В. А. Костеловский.

АВТОМАТИКА, отрасль науки и техники, охватывающая теорию и принципы построения систем управления, действующих без непосредственного участия человека; в узком смысле - совокупность методов и технич. средств, исключающих участие человека при выполнении операций конкретного процесса. Как самостоят, область техники А. получила признание на 2-й Мировой энергетич. конференции (Берлин, 1930), где была создана секция по вопросам автоматич. и телемеханич. управления. В СССР терминАполучил распространение в нач. 30-х гг.

А. как наука возникла на базе теории автоматич. регулирования, основы к-рой были заложены в работах Дж. К. Максвелла (1868), И. А. Вышнеградского (1872- 1878), А. Стодолы (1899) и др.; в самостоят, научно-технич. дисциплину окончательно оформилась к 1940. История А. как отрасли техники тесно связана с развитием автоматов, автоматич. устройств и автоматизированных комплексов. В стадии становления А. опиралась на теоретич. механику и теорию электрич. цепей и систем и решала задачи, связанные с регулированием давления в паровых котлах, хода поршня паровых и частоты вращения электрич. машин, управления работой станков-автоматов, АТС, устройствами релейной защиты. Соответственно и технич. средства А. в этот период разрабатывались и использовались применительно к системам автоматич. регулирования (см. Автомат, Автоматическое управление, Регулирование автоматическое). Интенсивное развитие всех отраслей науки и техники в кон. 1-й пол. 20 в. вызвало также быстрый рост техники автоматич. управления, применение к-рой становится всеобщим .

2-я пол. 20 в. ознаменовалась дальнейшим совершенствованием технич средств А. и широким, хотя и неравномерным для разных отраслей нар. х-ва, распространением автоматич. управляющих устройств с переходом к более сложным автоматич. системам, в частности в пром-сти - от автоматизации отд. агрегатов к комплексной автоматизации цехов и заводов (см. Автоматизация производства). Существенной чертой является использование А. на объектах, территориально расположенных на больших расстояниях друг от друга, напр, крупные пром. и энергетич. комплексы, системы управления космич. летательными аппаратами и т. д. Для связи между отд. устройствами в таких системах применяются средства телемеханики, к-рые совместно с устройствами управления и управляемыми объектами образуют телеавтоматические системы. Большое значение при этом приобретают технические (в т. ч. телемеханические) средства сбора и автоматич. обработки информации, т. к. многие задачи в сложных системах автоматич. управления могут быть решены только с помощью вычислит, техники (см. Большая система, Аналоговая вычислительная машина, Цифровая вычислительная машина). Наконец, теория автоматич. регулирования уступает место обобщённой теории автоматич. управления, объединяющей все теоретич. аспекты А. и составляющей основу общей теории управления (см. Управляющая машина, Кибернетика).

Лит. см. при статьях Автоматическое управление. Автоматизация производства. Кибернетика. Г. И. Белов.

"АВТОМАТИКА И ТЕЛЕМЕХАНИКА", ежемесячный научно-технич. журнал, орган АН СССР. Издаётся в Москве. Осн. в 1936 (в 1942-45 не издавался). Тираж (1969) 7,5 тыс. экз. Освещает проблемы теории автоматич. регулирования и управления, обобщение опыта автоматизации, телемеханизации и управления производств, процессами, управления в области биологии и медицины, управления сложными системами, а также создание новых элементов автоматики и конструирования соответствующей аппаратуры и оборудования. ;

"АВТОМАТИКА, ТЕЛЕМЕХАНИКА И СВЯЗЬ", ежемесячный массовый произ-водственно-тсхнич. журнал, орган Министерства путей сообщения СССР. Издаётся в Москве. Основан в 1957. Тираж (1969) 32 тыс. экз. Освещает вопросы конструкции, монтажа и эксплуатации устройств автоматики, телемеханики и связи на ж.-д. транспорте, пропагандирует новую технику и передовые методы труда.

АВТОМАТИКИ И ТЕЛЕМЕХАНИКИ (ТЕХНИЧЕСКОЙ КИБЕРНЕТИКИ) ИНСТИТУТ (ИАТ), н.-и. ин-т, разрабатывающий теоретич. проблемы управления. Создан в 1939 в Москве в составе Отделения технич. наук АН СССР. В тематике ИАТ: проблемы теории автоматич. управления; теории больших систем; проблемы распознавания образов; теоретич. вопросы обучения автоматов; методы моделирования; разработка систем автоматич. управления для различных отраслей нар. х-ва; принципиальные вопросы создания новых элементов и технич. средств автоматизации и вопросы их надёжности; проблемы бионики и др. ИАТ координирует исследования в стране по проблемам автоматич. управления, ведёт большую консультативную работу, активно осуществляет междунар. научные связи. При ин-те имеется аспирантура. Награждён орденом Ленина (1969).

АВТОМАТИЧЕСКАЯ ЛИНИЯ, система машин, комплекс осн. и вспомогат. оборудования, автоматически выполняющего в определённой технологич. последовательности и с заданным ритмом весь процесс изготовления или переработки продукта првиз-ва или части его. В функции обслуживающего персонала А. л. входят: управление, контроль за работой агрегатов или участков линии, их ремонт и наладка. Линии, к-рые для выполнения части операций производств, процесса требуют непосредств. участия человека (напр., пуск и остановка отдельных агрегатов, закрепление или перемещение продукта переработки), паз. полуавтоматическими. На совр. А. л. механизированы и автоматизированы многие вспомогат. операции (например, уборка отходов произ-ва), контроль качества продукции, учёт выработки и др. На многих А. л. автоматически регулируются параметры технологич. процессов, осуществляются автоматич. перемещение рабочих органов, наладка и переналадка оборудования. Создание и внедрение А. л.- один из важнейших этапов автоматизации производства, переход от отдельных автоматов к автоматич. системам машин и автоматизированным комплексам, часто объединяющим разнохарактерные производственные процессы.

Автоматизированное поточное произ-во возникло в нек-рых отраслях пром-сти (напр., в хим. и пищевой) уже в нач. 20 в. в осн. на таких производств, участках, где технология вообще не может быть организована по-другому, напр, при крекинге нефти. Однако сам термин "А. л." появился значительно позже применительно к системам металлообр. станков и машин. Этим, в частности, объясняется то, что качественные и количественные показатели А. л. учитываются гл. обр. в машиностроении и металлообр. промышленности.

Первые комплексные А. л. в машиностроении СССР были созданы в 1939 по предложению рабочего-рационализатора Волгоградского тракторного з-да И. П. Иночкина. Тогда же на 1-м Гос. подшипниковом з-де в Москве были созданы А. л. для токарной обработки и шлифования деталей подшипников. Экспериментальным н.-и. ин-том металлорежущих станков в 1936 были разработаны проекты А. л. из агрегатных станков. Такие линии для оборонной пром-сти строились в годы Великой Отечеств, войны. 3-д "Станкоконструкция" в 1945-46 изготовил ряд А. л. из агрегатных станков для обработки корпусных деталей тракторов и автомобилей. В 1947-50 впервые в мировой практике в СССР было создано комплексно-автоматизированное произ-во алюминиевых поршней для тракторных двигателей с автоматизацией всех процессов, включая загрузку сырья, плавление металла, дозирование расплавл. металла, отливку заготовок, термич., механич., хим., антикоррозионную обработку, контроль качества и упаковку готовой продукции. В 1953-55 на 1-м Гос. подшипниковом з-де был создан комплексно-автоматизированный цех по изготовлению шариковых и роликовых подшипников, включая их обработку, контроль и сборку.

Дальнейшим этапом в развитии А. л. явилось создание типовых быстроперена-лаживаемых многономенклатурных А. л. для обработки цилиндрич. зубчатых колёс, ступенчатых и шлицевых валов. На таких линиях при незначит. затратах времени на переналадку возможна обработка неск. однотипных деталей различных размеров; в то же время каждый станок линии может работать самостоятельно. Разработка типовых А. л. на базе машин и оборудования широкого назначения создала необходимые условия для серийного изготовления А. л. и их внедрения в серийное произ-во.

А. л. широко применяются в пищ. пром-сти, произ-ве бытовых изделий, в электротехцич., радиотехнич. и хим. отраслях пром-сти. Наибольшее распространение А. л. получили в машиностроении. Многие из них изготовляются непосредственно на предприятиях с использованием уже действующего оборудования.

А. л. для обработки строго определённых по форме и размерам изделий наз. специальными; при изменении объекта произ-ва такие линии заменяют или переделывают. Более широкими экс-плуатац. возможностями обладают специализированные А. л. для обработки однотипной продукции в определённом диапазоне параметров. При изменении объекта произ-ва в таких линиях, как правило, лишь перенастраивают отд. агрегаты и изменяют режимы их работы; осн. технологич. оборудование в большинстве случаев может быть использовано для изготовления новой однотипной продукции. Спец. и специализированные А. л. применяются гл. обр. в массовом произ-ве.

В серийном произ-ве А. л. должны обладать универсальностью и обеспечивать возможность быстрой переналадки для изготовления различной однотипной продукции. Такие А. л. называют универсальными быстропере-налаживаемыми, или групповыми. Несколько меньшая производительность универсальных А. л. по сравнению со специальными компенсируется их быстрой переналадкой для произ-ва широкой номенклатуры продукции.


Рис. 1. Структурные компоновки автоматических линий; а. - однопоточная последовательного действия; б - однопоточная параллельного действия; в - многопоточная; г - смешанная (с ветвящимся потоком); 1 - рабочие агрегаты; 2 - распределительные устройства.

Структурная компоновка А. л. зависит от объёма произ-ва и характера технологич. процесса. Существуют линии параллельного и последоват. действия, одно-поточные, многопоточные, смешанные (с ветвящимся потоком) (рис. 1). А. л. параллельного действия применяются для выполнения одной операции, когда продолжительность её значительно превышает необходимый темп выпуска. Продукт переработки автоматически распределяется (из магазина или бункера) по агрегатам линии и после обработки приёмными устройствами собирается и направляется на последующие операции. Многопоточные А. л. представляют собой систему из А. л. параллельного действия, предназначенную для выполнения неск. технологич. операций, каждая из к-рых по продолжительности больше заданного темпа выпуска. В единую систему могут быть объединены неск. А. л. последовательного или параллельного действия. Такие системы наз. автоматическими участками, цехами или производствами.

Рис. 2. Типовая автоматическая линия для обработки цилиндрических зубчатых колёс: а - общий вид; б - схема технологического процесса.





Управление А. л. осуществляется системами автоматического управления, которые подразделяются на внутренние и внешние. Внутренние системы управления обеспечивают выполнение отдельным агрегатом или механизмом линии всех осн. и вспомогат. операций техно-логич. процесса на данном агрегате. Внешняя система (как правило, система путевого контроля, организованного по принципу обратной связи) обеспечивает согласованную работу агрегатов и участков линии. В зависимости от конкретных условий системы управления А. л. строятся на электрич., механич., гидравлич., пневматич. или комбинированных связях. Для автоматич. регулирования тех-нологич. процесса и переналадки оборудования на А. л. (преим. групповых) применяют системы электронного программного управления. Крупные комплексные А. л. оснащаются электронными управляющими машинами и другими средствами вычислит, техники. На агрегатах А. л. преимущественно применяется индивидуальный или многодвигательный электропривод и реже - регулируемый электрич., гидравлич. или механич. привод.

Перемещение обрабатываемых деталей (продукта переработки) с одной рабочей позиции на другую осуществляется жёсткой или гибкой системой транспортирования. Жёсткая система транспортирования может пересекать рабочее пространство агрегатов А. л. или располагаться параллельно и иметь перпендикулярно смонтированные устройства для загрузки и разгрузки рабочих позиций. Рабочие позиции каждого агрегата находятся на одинаковом расстоянии одна от другой. После обработки на одной позиции деталь раскрепляется и передвигается на след, рабочую позицию; при этом на первой позиции устанавливается новая заготовка, а на последней снимается готовое изделие. В зависимости от конструкции, размеров и формы изделий используются транспортёры шаговые, штангового типа, а также грейферные, пластинчатые, цепные и др. Жёсткие системы транспортирования применяются преим. на однопоточных линиях после-доват. действия при изготовлении крупных штучных изделий (напр., на линиях из агрегатных станков или линиях для механич. обработки цилиндрич. зубчатых колес, рис. 2). При гибкой системе транспортирования установка заготовок и снятие обрабатываемых изделий производятся независимо на каждом агрегате А. л.; передача изделий с одной позиции на другую может быть совмещена с рабочим процессом. Транспортирование обрабатываемых изделий между агрегатами осуществляется при помощи наклонных или вибрац. лотков, цепных, ленточных иди желобчатых конвейеров и т. п. Гибкая система транспортирования наиболее эффективна при обработке мелких изделий на А. л. параллельного действия, а также на многопоточных и смешанных А. л. Обычно при гибкой системе транспортирования на каждой рабочей позиции устанавливают магазины или бункера-накопители. Их назначение - обеспечить работу А. л. при остановках отдельных агрегатов и облегчить обслуживание линий. Количество и ёмкость накопителей определяются сложностью и протяжённостью А. л., степенью надёжности и безотказностью работы агрегатов. Магазины (бункера-накопители) применяются также и на А. л. с жёстким транспортированием; в этом случае их встраивают в общую транспортную систему, обеспечивая независимую работу отдельных участков.

Изделие при обработке остаётся неподвижным или перемещается прямолинейно (А. л. бесцентрово-шлифовальных станков), совершает круговое или вра-щат. движение (в автоматической роторной линии). Неподвижные или вращающиеся изделия перед обработкой фиксируются в требуемом положении непосредственно на рабочей позиции или в приспособлении-спутнике. Прямолинейное или круговое перемещение изделия в процессе обработки обычно осуществляется транспортными средствами.

Стабильность процесса на А. л. характеризуется временем, в течение к-рого необходимые параметры процесса выдерживаются в требуемых допусках. Стабильность качества продукции и устранение влияния погрешностей во время обработки на А. л. достигаются применением систематич. контроля заданных параметров и активным воздействием на технологич. процесс.

Непосредственная эффективность А. л. сказывается, в частности, в уменьшении числа рабочих, ранее занятых на этом произ-ве. Но работа на А. л. требует более высокой квалификации обслуживающего персонала. Наиболее эффективны А. л. при комплексном внедрении совершенных технологич. процессов. В условиях социалистич. произ-ва А. л. применяют для трудоёмких операций и вредных процессов, если это значительно облегчает труд рабочих и улучшает его условия. Однако, как правило, А. л. дают и необходимую экономич. эффективность, особенно высокую при комплексной автоматизации произ-ва. Стоимость продукции, изготовляемой на А. л., зависит гл. обр. от стоимости исходных материалов и полуфабрикатов, производительности А. л. и затрат на их создание.

Стоимость А. л. определяется количеством технологич. операций, их сложностью, объёмом выпускаемой продукции, сложностью оборудования и систем управления, серийностью произ-ва. При прочих равных условиях решающий фактор, определяющий стоимость А. л.,- серийность производства её оборудования. Стоимость А. л. снижается при использовании нормализованных узлов, механизмов и инструментов, при централизованном изготовлении систем транспортирования и управления, сокращении длительности монтажа и наладки. Снижение стоимости А. л. расширяет экономически целесообразные области их применения, позволяет вводить в действие А. л., необходимые для технич. перевооружения пром-сти.

Производительность А. л. зависит от времени, затрачиваемого на непосредств. осуществление рабочего процесса, времени на выполнение вспомогат. перемещений (несовмещённые транспортные операции, закрепление и открепление обрабатываемого изделия, отвод и подвод рабочих органов), времени на переналадку, наладку и восстановление работоспособности линии. Сокращение времени рабочего процесса достигается применением высокопроизводит. технологии. Уменьшение времени на вспомогат. перемещения достигается сокращением числа холостых перемещений или увеличением их скорости, совмещением во времени холостых перемещений с рабочим процессом. Для оценки производительности А. л. важен показатель цикловой непрерывности работы, к-рый определяется (для дискретных процессов) отношением времени выполнения рабочего процесса к общему времени цикла. Время на под-наладку, переналадку и ремонт сокращается при использовании автоматич. регулирования, повышении стабильности рабочих инструментов и своеврем. их замене.

В пром-сти СССР находятся в эксплуатации тысячи А. л. Напр., только в металлообр. пром-сти в 1967 действовало 4800 А. л.

Лит.: Машиностроение. Энциклопедический справочник, т. 9, М., 1949; Владзиевский А. П., Автоматические линии в машиностроении, М., 1958; Шаумян Г. А., Автоматы и автоматические линии, 3 изд., М., 1961; Богуславский Б. Л., Автоматы и комплексная автоматизация, М., 1964. А. П. Владзиевский.

АВТОМАТИЧЕСКАЯ ЛУННАЯ СТАНЦИЯ (АЛС), космический аппарат, предназначенный для функционирования на поверхности Луны. Основная задача АЛС - проведение исследований физич. условий на Луне и характеристик лунной поверхности, для чего на борту АЛС размещается науч. аппаратура, а также радиотелеметрич. и телевизионная системы для передачи на Землю данных наблюдений и изображений лунной поверхности. Конструкция и аппаратура АЛС должны быть рассчитаны на работу в специфич. условиях, существующих на Луне. Впервые в мире 3 февр. 1966 посадку на Луну совершила с помощью автоматич. межпланетной станции сов. АЛС "Луна-9", а затем "Луна-13" и АЛС США "Сервейер-1", "Сервейер-3", "Сервейер-5", "Сервейер-6", "Сервейер-7" (см. Космический летательный аппарат, Мягкая посадка). Описание отдельных АЛС см. в статьях "Луна", "Сервеиер".

АВТОМАТИЧЕСКАЯ МЕЖПЛАНЕТНАЯ СТАНЦИЯ (АМС), космич. летат. аппарат, предназначенный для полёта к другим небесным телам и для изучения межпланетного космич. пространства, Луны, планет. На борту АМС устанавливается соответствующая научная аппаратура. Результаты измерений передаются с борта АМС на Землю с помощью радиосистем, включая телевизионные системы для передачи изображений поверхности небесных тел. Обычно АМС снабжаются системами астроориентации и ракетным двигателем для коррекции траектории в полёте. Энергопитание бортовой аппаратуры АМС осуществляется от солнечных батарей. До 1 янв. 1969 запущено св. 45 АМС: сов. АМС серий "Луна", "Венера", "Марс" и "Зонд", амер. АМС серий "Маринер", "Рейнджер", "Пионер" и др. Описание отдельных АМС см. в статьях "Луна", "Венера" и др., см. также ст. Космический летательный аппарат.

АВТОМАТИЧЕСКАЯ ПОДСТРОЙКА ЧАСТОТЫ, радиотехнич. устройство для автоматич. удержания заданной частоты электрич. колебаний генератора. А. п. ч. применяют в передатчике для поддержания определ. частоты задающего генератора, в супергетеродинном радиоприёмнике для точной настройки на принимаемую станцию, в синтезаторе частот для умножения или деления частоты и др. В распространённой схеме А. л. ч. отклонение частоты от заданной (расстройка частоты) преобразуется дискриминатором в постоянное напряжение соответствующего знака (полярности), пропорциональное амплитуде расстройки (при отсутствии расстройки напряжение на выходе дискриминатора равно нулю). Это выходное напряжение затем подаётся на управитель (реактивного сопротивления лампа, реактивного сопротивления транзистор, варикап и др.), воздействующий на частоту генератора.

АВТОМАТИЧЕСКАЯ РЕГУЛИРОВКА УСИЛЕНИЯ (АРУ), система, автоматически изменяющая усиление приёмника электрич. колебаний при изменении напряжения сигнала на его входе.

Рис. 1. Обобщённая блок-схема супергетеродинного радиоприёмника с различными типами автоматической регулировки усиления: в 1-м положении переклкг чателя Пр - простая; во 2-м - задержанная; в 3-м - усиленно-задержанная.

В радио-вещат. приёмниках АРУ иногда называют устарелым термином автоматич. регулировка громкости (АРГ), в приемниках проводной связи - автоматич. регулировкой уровня. В радиолокационных и др. импульсных приёмниках применяют АРУ, учитывающие особенности работы в импульсном режиме.

Рис. 2. Амплитудные характеристики радиоприёмников с различными типами автоматической регулировки усиления. Пунктиром показан уровень напряжения сигнала на выходе, при к-ром появляются искажения принятых сигналов.

В большинстве случаев напряжение сигналов, поступающих на вход приёмника, значительно меняется: из-за различия мощностей передатчиков и расстояний их от места приёма, замираний сигналов при распространении, резкого изменения расстояний и условий приёма между передатчиком и приёмником, установленными на движущихся объектах (самолётах, автомобилях и т. д.), и др. причин. Эти изменения приводят к недопустимым колебаниям или искажениям сигналов в приёмнике. Действие АРУ направлено на значит, уменьшение изменений напряжения выходных сигналов приёмника по сравнению с входными. Это осуществляется посредством цепей, к-рые передают выпрямленное детектором регулирующее напряжение на базы транзисторов или на управляющие сетки электронных ламп переменной крутизны, усилителей высокой, промежуточной частоты и преобразователя частоты, уменьшая их усиление с увеличением напряжения сигнала на входе и наоборот (рис. 1). Таким образом происходит компенсация в приёмнике изменений напряжения входных сигналов.

В устройствах радиосвязи распространены три типа АРУ: простая, задержанная и усиленно-задержанная. Наглядно действие АРУ можно отобразить на амплитудной характеристике приёмника (рис. 2). При отсутствии АРУ амплитудная характеристика выражается прямой линией (А - на рис. 2): напряжение сигнала на выходе прямо пропорционально входному. В результате действия простой АРУ (В - на рис. 2) происходит только частичная компенсация изменения напряжения входных сигналов. Недостаток простой АРУ - снижение усиления слабых сигналов - устраняется "задержкой" начала действия АРУ. Задержанная АРУ (Б - на рис. 2) действует так же, как и простая, когда напряжение сигнала на входе превысит нек-рый уровень, определяемый напряжением задержки. Усиленно-задержанную АРУ с усилителем постоянного тока в цепи обратной связи применяют для получения большего постоянства напряжения сигнала на выходе приёмника (Г - на рис. 2). Наибольшее применение в приёмниках нашла задержанная АРУ.

Лит.: Сифоров В. И., Радиоприемные устройства, 5 изд., М., 1954; Тартаковский Г. П., Динамика систем автоматической регулировки усиления, М.- Л., 1957.

АВТОМАТИЧЕСКАЯ РОТОРНАЯ ЛИНИЯ, комплекс рабочих машин, трансп. устройств, приборов, объединённых единой системой автоматич. управления, в к-ром одновременно с обработкой заготовки перемещаются по дугам окружностей совместно с воздействующими на них орудиями (см. Автоматическая линия). Наиболее распространены А. р. л. для операций, выполняемых посредством прямолинейного рабочего движения (штамповка, вытяжка, прессование, сборка, контроль).

Рис. 1. Принципиальная схема автоматической роторной линия: 1 - блок инструмента; 2 - ротор транспортный; 3 - клещи; 4 - линия перемещения изделия при обработке: 5 - ротор рабочий; 6 - копир.

А. р. л. состоит из рабочих роторов и трансп. роторов, передающих заготовки с одного рабочего ротора на другой (рис. 1). Рабочий ротор представляет собой жёсткую систему, на к-рой монтируется группа орудий, равномерно расположенных вокруг общего вращающего систему вала. Необходимые рабочие движения сообщаются этим орудиям исполнит, органами; для малых усилий применяются механич. исполнит. органы (рис. 2), для больших - гидравлические (напр., штоки гидравлич. силовых цилиндров). Инструмент, как правило, монтируется комплектно в предварительно налаживаемых (вне рабочих машин) блоках, сопрягаемых с исполнит, органами ротора преим. только осевой связью, что обеспечивает возможность быстрой замены блоков. Трансп. роторы принимают, транспортируют и передают изделия. Они представляют собой барабаны или диски, оснащённые несущими органами. Чаще применяются простые трансп. роторы, имеющие одинаковую трансп. скорость, общую плоскость транспортирования и одинаковую ориентацию предметов обработки. Для передачи изделий между рабочими роторами с различными шаговыми расстояниями или различным положением предметов обработки предназначены трансп. роторы, к-рые могут изменять угловую скорость и положение в пространстве транспортируемых предметов. Рабочие и трансп. роторы соединяются в линии общим синхронным приводом, перемещающим каждый ротор на один шаг за время, соответствующее темпу линии.

На А. р. л. можно выполнять операции, значительно различающиеся по продолжительности, напр. прессовые, контрольные, термич. и химические. А. р. л. может одновременно обрабатывать неск. различных изделий.

Рис. 2. Схематическая развёртка прессовой операции на роторной линии: 1 - предмет обработки; 2,3 - инструмент; 4- пазовый копир; 5 - ползун; 6 - ролики ползунов; h - шаг между предметами обработки; Lп - длина пути предмета обработки; Lц - цикловой путь инструмента; Vтр - транспортная скорость; Vтехн -технологическая скорость.

Такие многономенклатурные А. р. л. (рис. 3) могут применяться в немассовых произ-вах.

А. р. л. могут работать по т. н. рефлекторным циклограммам, обеспечивающим срабатывание каждого органа в соответствии с командой контроля по одному из нескольких предусмотренных законов (напр., совершить рабочий ход или отказаться от него). Рефлекторные циклограммы позволяют машине реагировать без остановки на различные отклонения от нормального хода работы, напр, на поступление некондиционного предмета, прекращение подачи детали при сборке и т. п.

А. р. л. созданы в СССР в конце 30-х гг., зарубежные А. р. л.- в нач. 50-х гг. В СССР А. р. л. получили применение в холодноштамповочном произ-ве, в пищ. пром-сти (расфасовка и упаковка жидких продуктов), в произ-ве штучных изделий из пластич. масс. Особенно перспективно дальнейшее распространение А. р. л. для выпуска массовых изделий (радиодеталей, штампованных деталей и др.). Их применение наиболее рационально в произ-ве с не-продолжит. технологич. процессами и при изготовлении относительно простых предметов, имеющих форму тел вращения. Производительность А. р. л. определяется транспортной скоростью ротора и шаговым расстоянием между изделиями в роторе. Применение А. р. л. по сравнению с отд. автоматами не роторного типа сокращает производств, цикл в 10- 15 раз; значительно уменьшаются кежопе-рационные запасы заготовок (в 20- 25 раз); высвобождаются производственные площади; в неск. раз снижается трудоёмкость изготовления и себестоимость продукции; капитальные затраты окупаются за 1-3 года. См. также Автоматическая линия.




Рис. 3. Принципиальная схема многономенклатурной роторной линии: 1 - питающие устройства; 2 - транспортный ротор; 3 - рабочий ротор; 4 - приёмные устройства.

Лит.: Кошкин Л. Н., Густов А. А., Роторные машины для механической обработки, К., 1964; Кошкин Л. Н., Комплексная автоматизация на базе роторных линий, М., 1965.

Л. Н. Кошкин.

АВТОМАТИЧЕСКАЯ СВАРКА, дуговая электросварка, в к-рой основные операции - подача электрода в дугу и перемещение дуги по линии сварки-механизированы. Если механизирована только подача проволоки, а дугу перемещают вручную, сварка наз. полуавтоматической. Чаще всего применяется А. с. плавящимся электродом-проволокой, смотанной в бухту массой 20- 60 кг и непрерывно подаваемой в дугу по мере плавления. Для защиты сварочной ванны от атм. воздуха, а также для раскисления металла и его легирования шов предварительно засыпают толстым слоем флюса (см. Сварка под флюсом), в к-рый погружена дуга. Флюс обеспечивает высокое качество металла шва, устраняет разбрызгивание металла, позволяет повысить сварочный ток и производительность в неск. раз по сравнению со сваркой открытой дугой. Дуга по линия сварки (напр., при круговых швах) перемещается передвижением сварочного автомата или самого изделия. Если автомат конструктивно объединён с механизмом передвижения, его наз. самоходным; если же его передвигают непосредственно по поверхности изделия или по лёгкому переносному пути, уложенному на изделие, то его наз. сварочным трактором (рис.). Широко распространены шланговые полуавтоматы. В них электродная проволока из механизма подачи по гибкому шлангу поступает в держатель, находящийся в руке сварщика. Вместо флюса применяют защитные газы - аргон или углекислый газ, а также газовые смеси (см. Сварка в защитных газах). Однако из-за разбрызгивания металла в этом случае сила тока и производительность ниже, чем при сварке под флюсом. Известна также А. с. неплавящимся вольфрамовым электродом в защитном газе, обычно в аргоне. Наряду с проволокой сплошного сечения при автоматич. и полуавтоматич. сварке пользуются т. н. порошковым электродом, представляющим собой трубку, начинённую порошками железа, легирующих и флюсообразующих компонентов

.

Сварка барабана котла сварочным трактором: 1 - барабан котла; 2 - сварочный трактор; 3 - ролики вращателя.

К. К. Хренов.

"АВТОМАТИЧЕСКАЯ СВАРКА", ежемесячный научно-технич. и производств, журнал, орган Ин-та электросварки им. Е. О. Патона АН УССР. Издаётся в Киеве на рус. яз. Осн. в 1948. Тираж (1969) 6500 экз. Освещает результаты исследований сварочных процессов, печатает материалы по теории и практике сварки чёрных и цветных металлов, а также др. материалов, по вопросам проектирования и изготовления сварных конструкций.

АВТОМАТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ПОДГОТОВКИ СТАРТА (АСПС), единая автоматич. система, охватывающая весь комплекс автоматич. систем управления отдельными агрегатами и системами стартового комплекса космодрома. Эти системы участвуют в установке космич. летат. аппарата с его ракетой-носителем на стартовом комплексе, в пристыковке к ним наземных коммуникаций, заправке компонентами ракетного топлива, тер-мостатировании и подготовке к пуску. АСПС также управляет операциями по хранению и термостатированию компонентов топлива и их полуавтоматич. сливом из баков ракеты-носителя, а также съёмом ракеты-носителя с пусковой системы. Управление агрегатами и системами АСПС осуществляется с центр. пульта подготовки.

АВТОМАТИЧЕСКАЯ ТЕЛЕФОННАЯ СТАНЦИЯ (АТС), см. в ст. Телефонная станция.

АВТОМАТИЧЕСКАЯ ЧАСТОТНАЯ РАЗГРУЗКА, автоматич. отключение части потребителей электроэнергии при аварийном снижении частоты в энергосистеме (из-за чрезмерного увеличения электрич. нагрузки в системе или отключения значит, генераторной мощности). Автоматы частотной разгрузки отключают отд. линии или отд. потребителей при снижении частоты в системе (см. Автоматическое регулирование частоты).

АВТОМАТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ текста (АА), операция, к-рая заключается в том, что из данного текста на естественном языке извлекается содержащаяся в этом тексте грамматич. и семантич. информация, выполняемая по нек-рому алгоритму в соответствии с заранее разработанным описанием данного языка. Обратная операция наз. автоматическим синтезом текста. АА подразделяется на три этапа: 1) лексико-морфологич.-переход от отд. словоформы к её лексико-грамматич. характеристике; 2) синтаксический - переход от цепочки лексико-грамматич. характеристик, представляющих фразу, к её синтаксич. структуре; 3) семантический - переход от синтаксически проанализированной фразы к её смысловой записи. В алгоритме АА обычно различают сведения о языке («грамматика») и сведения о самом процессе анализа («механизм», или собственно алгоритм АА). АА является необходимым этапом в разных видах автоматич. обработки текстов: автоматич. перевода, автоматич. реферирования, информационного поиска и т. п. АА следует отличать от автоматич. исследования текстов, при котором полностью (или почти полностью) отсутствуют сведения о языке текста и текст обрабатывается алгоритмом именно с целью построения описания языка.
Лит.: Мельчук И. А., Морфологический анализ при машинном переводе (преимущественно на материале русского языка), в сб.: Проблемы кибернетики, и. 6, М., 1961, с. 207 - 276; Duрuis L., Un systeme morphologique..., «Information Storage and Retrieval», 1964, v. 2, № 1, c. 29 - 41; Мельчук И. А., Автоматический синтаксический анализ, т. 1, Новосибирск, 1964; Иорданская Л. Н., Автоматический синтаксический анализ, т. 2, Новосибирск. 1967; Hays D. G., Readings in automatic language processing, N. Y., 1966; Vauquоis В., Veillоn G., VeyrunesJ., Syntax and interpretation, «Mechanical Translation», 1966, v. 9, № 2, p. 44 - 54; Жолковский А. К., Леонтьева Н. Н., Марте мьянов Ю. С., О принципиальном использовании смысла при машинном переводе, в кн.: Машинный перевод, в. 2, М., 1961, с. 17-46. И. А. Мельчук.



АВТОМАТИЧЕСКИЙ ДИСПЕТЧЕР ЭНЕРГООБЪЕДИНЕНИЯ, совокупность неск. взаимосвязанных управляющих машин, установленных на различных уровнях энергообъединения для координации работ отдельных электростанций и энергосистем. Развитие энергетики в 60-х гг. 20 в. характеризуется быстрым ростом мощности энергетич. систем и созданием крупных энергетич. объединений, имеющих сложную конфигурацию сетей, в состав к-рых входят десятки электрич. станций, обладающих различными экономич. характеристиками. Орг-ция управления, при к-рой диспетчеры координируют работу отд. электростанций и энергосистем, не экономична и мешает внедрению новых совершенных методов оптимизации режимов энергосистем. Правильное решение задачи оптимального управления даёт большой экономии. эффект: в энергосистемах СССР, напр., за счёт уменьшения расхода условного топлива только на 1 % может быть сэкономлено более 30 млн. руб. в год. Работы по созданию и внедрению автоматизированных систем оптимального управления энергообъединениями в СССР (до 60-х гг.) велись в направлении разработки алгоритмов и программ оптимального планирования и управления режимами. Их внедрение на универсальных цифровых вычислит, машинах в ряде мощных энергетич. систем и объединений подтвердило большую экономич.
эффективность применения средств вычислит, техники. В США создана и функционирует система автоматич. управления Калифорнийской энергосистемой; подобные системы создаются во Франции, Англии, ФРГ, Японии и ряде др. стран.
Оптимизация управления энергообъсди-нением - процесс сложный и трудоёмкий; в конечном счёте он сводится к решению большого числа вариационных и нелинейных алгебраич. уравнений в комплексных числах при наличии различных ограничений и возможен только при использовании автоматизированной системы управления с применением средств вычислит, техники. Электронные управляющие машины устанавливаются на диспетчерских пунктах энергообъединений и энергосистем, на мощных электростанциях, в частности на тепловых, где они взаимодействуют с управляющими машинами на теплоэнсргетич. блоках и связываются между собой средствами телемеханики.
Автоматизированная система реализует осн. функции диспетчерского управления: планирование длительных и суточных режимов с учётом реальных условий эксплуатации, оперативную корректировку режима энергетич. объединения и энергосистем, предупреждение, распознавание и ликвидация аварийных и предаварий-ных ситуаций, а также решение финансово-бухгалтерских задач и задач мате-риалыю-технич. снабжения. Распределение электроэнергии и нагрузок между энергосистемами планируется А. д. э. с учётом статистич. данных и информации, поступающей от потребителей, о предполагаемых расходах электроэнергии, а также от электростанций и энергосистем о состоянии станционного оборудования, высоковольтных линий передач, запасов воды в водохранилищах гидростанций, о планах ремонта оборудования и т. п. На основе составленного плана ведётся автоматич. расчёт суточных графиков распределения нагрузок между электростанциями и крупными агрегатами. В процессе реализации суточного графика автоматически корректируется режим, если он отклоняется от оптимального.
Лит. см. при ст. Энергосистем автоматизация. Н. В. Паутин.



АВТОМАТИЧЕСКИЙ СИНТЕЗ текста (АС), операция, в к-рой по заданной грамматич. и семантич. информации строится содержащий эту информацию текст на естественном языке; операция выполняется по нек-рому алгоритму в соответствии с заранее разработанным описанием данного языка. Обратная операция наз. автоматическим анализом текста. АС подразделяется на три этапа: 1) семантический - переход от смысловой записи фразы к её синтаксич. структуре; 2) синтаксический - переход от синтаксич. структуры фразы к представляющей фразу цепочке лексико-грамма-тич. характеристик словоформ; 3) лекси-ко-морфологический - переход от лск-сико-грамматич. характеристики к реальной словоформе. АС - необходимый этап в разных видах автоматич. обработки текстов, в частности при машинном переводе. АС следует отличать от автоматич. порождения текстов, при к-ром строятся произвольные правильные тексты безотносительно к какому бы то ни было предварительному смысловому заданию.
Лит.: Жолковский А. К., Мельчу к И. А., О семантическом синтезе, в сб.: Проблемы кибернетики, в. 19, М., 1967,
с. 177 - 238; Мельчук И. А., Порядок слов при автоматическом синтезе русского текста (предварительное сообщение),«Научно-техническая информация», 1965, № 12, с. 36 - 44; Волоцкая 3. М., Формообразование при синтезе русских слов, в кн.: Сообщения отдела механизации и автоматизации информационных работ, в. 2 - Лингвистические исследования по машинному переводу, М., 1961, с. 169 - 194.
И. А. Мельчук.


АВТОМАТИЧЕСКОЕ ВКЛЮЧЕНИЕ РЕЗЕРВА (АВР), быстрое автоматич. включение резервных источников энергоснабжения, водоснабжения или резервного оборудования и механизмов. Цель - бесперебойность снабжения потребителей электроэнергией, газообразным топливом, водой и т. д. или предотвращение аварии при внезапном выходе из строя рабочих источников питания, линий электропередачи, водо- и газопроводов, осн. механизмов и приборов и пр. Особенно широко АВР применяется в энергетич. системах и па электроустановках высокого напряжения различных предприятий (трансформаторов, электродвигателей и др. электрооборудования), реже - в электроустановках низкого напряжения, напр. 220-380 в.
АВР осуществляется с помощью спец. автоматич. устройств постоянного или переменного тока, обеспечивающих включение резервных источников питания, оборудования и т. д. с заданным интервалом времени. Эффективность АВР как противоаварийного средства тем выше, чем меньше перерыв питания потребителей, поэтому время включения резерва должно быть минимально допустимым. В энергосистемах СССР, по данным статистики, каждое устройство АВР, введённое в эксплуатацию, в среднем предотвращает одно нарушение электроснабжения потребителей за период 4-5 лет.
Лит.: Барзам А. Б., Системная автоматика, 2 изд., М.- Л., 1964; Гельфанд Я. С., Голубев М. Л., Царев М. И., Релейная защита н электроавтоматика на переменном оперативном токе, М.- Л., 1966. М.И.Царёв.

АВТОМАТИЧЕСКОЕ ОРУЖИЕ, огнестрельное оружие, в к-ром энергия пороховых газов при выстреле используется не только для сообщения пуле (снаряду) движения, но и для перезаряжания оружия и производства очередного выстрела. А. о. позволяет вести как непрерывный, так и одиночный огонь. Оружие, в к-ром автоматизировано только перезаряжание, наз. полуавтоматическим, или самозарядным (в отличие от автоматического - самострельного). Гл. особенность А. о.- его высокая скорострельность, к-рая позволяет поражать быстро движущиеся цели и создавать большую плотность огня.
Питание А. о. патронами осуществляется двумя способами: магазинное (патроны снаряжаются в спец. коробки-магазины) и ленточное (патроны снаряжаются в гибкие металлич. или холщовые ленты). Магазинное питание применяется гл. обр. в А. о., для к-рого не требуется очень высокая практич. скорострельность (пистолеты, автоматы, винтовки, карабины, ручные пулемёты, автоматич. пушки среднего калибра), а ленточное - в оружии с большой практич. скорострельностью (станковые пулемёты, крупнокалиберные пулемёты, малокалиберные автоматич. пушки).


А. о. появилось во 2-й пол. 19 в. Американец Р. Пилон в 1863 сконструировал автоматич. ружьё. Первый проект автоматич. винтовки в России был предложен Д. А. Рудницким в 1887. В нач. 1900 большое распространение в армиях различных стран находит полуавтоматич. ружьё-пулемёт Мадсена, принятое и в рус. армии, наибольшее же применение получает станковый пулемёт Максима (изобретённый американцем X. Максимом в 1883). Большое значение А. о. в бою впервые на практике было доказано в рус.-япон. войне 1904-05, в к-рой рус., а затем и япон. армии применяли станковые пулемёты. С этого времени А. о. в виде станковых пулемётов усиленно внедряется в систему стрелк. вооружения армий. Интенсивная работа по созданию лёгкого А. о. была начата в России за неск. лет до 1-й мировой войны. В 1910-11 в России испытывалось неск. автоматич. винтовок отечеств, изготовления (системы В. Г. Фёдорова, Ф. В. Токарева, Роще-пея, Щукина, Фролова). Наиболее успешно выдержала испытания автоматич. винтовка В. Г. Фёдорова. Вовремя 1-й мировой войны Фёдоровым была сконструирована новая автоматич. винтовка, к-рая применялась в боевой обстановке.

В СССР оружейная техника получила большое развитие. Выдвинулось много талантливых оружейников-конструкторов А. о., к-рое применялось в Великой Отечеств, войне 1941-45: В. А. Дегтярёв, Ф. В. Токарев, Г. С. Шпагин, С. Г. Симонов, Б. Г. Шпитальный, П. М. Горюнов, А. И. Судаев и др. Творцами совр. А. о. являются М. Г. Калашников, Е. Ф. Драгунов, Н. Ф. Макаров и др. Большое значение для развития сов. А. о. имела теория проектирования А. о., созданная А. А. Благонравовым и развитая в трудах Е. Л. Бравина, В. С. Пугачёва, М. А. Мамонтова, Э. А. Горова. В капиталистич. армиях, участвовавших во 2-й мировой войне, А. о. было особенно широко распространено в герм, армии. В совр. армиях развитых гос-в используется только автоматич. и самозарядное оружие.

А. о. в зависимости от боевого назначения делится на след, виды: автоматич. пистолеты, автоматы (пистолеты-пулемёты), автоматич. винтовки (карабины), самозарядные винтовки, ручные пулемёты, станковые пулемёты, крупнокалиберные пулемёты, автоматические пушки.

Устройство автоматики в значит, степени зависит от способа использования энергии пороховых газов. Совр. А. о. можно разделить на след, типы:

а) Системы оружия, в к-рых действие автоматики основано на использовании отдачи ствола. Эти системы имеют подвижный ствол, с к-рым во время выстрела прочно сцеплен затвор. Отход затвора и ствола под действием отдачи и возвращение под воздействием возвратных пружин обеспечивают автоматич. извлечение стреляной гильзы, досыл очередного патрона в патронник и запирание затвора. В этих системах различают системы с длинным (рис. 1; напр., у франц. ручного пулемёта Шоша) и коротким (рис. 2; напр., у пистолета ТТ и станкового пулемёта Максима) ходом ствола.

б) Системы оружия, в к-рых действие автоматики основано на использовании отдачи затвора. В этих системах ствол закрепляется неподвижно, а затвор во время выстрела либо совершенно не сцеплен со стволом (свободный затвор - рис. 3; напр., у пистолета-пулемёта Дегтярёва образца 1940 и пистолета-пулемёта

Шпагина образца 1941), либо сцеплен так, что расцепление (отпирание) происходит под действием давления пороховых газов на дно гильзы (полусвободный затвор - рис. 4; напр., у англ, пистолета-пулемёта Томпсона образца 1928).



в) Системы оружия, в к-рых действие автоматики основано на использовании отвода пороховых газов в спец. газовую камору, расположенную обычно в передней части ствола, куда через газоотводное отверстие в стволе поступают пороховые газы после того, как пуля минует это отверстие. В газовой каморе помещается подвижный поршень, с к-рым соединён шток затворной рамы (рис. 5; напр., у ручного пулемёта Дегтярёва образца 1927 и автомата Калашникова) или стебля затвора (рис. 6; напр., у крупнокалиберного пулемёта Шпитального и Владимирова). Под давлением пороховых газов шток вместе с затвором или стеблем затвора перемещается назад, производя отпирание затвора и извлечение гильзы. Обратное движение подвижных частей и заряжание производятся действием возвратной пружины. Положительные качества автоматики этого типа определили её широкое применение в совр. образцах автоматич. оружия. Высокий режим огня А. о. вызывает весьма быстрое нагревание ствола, в связи с чем важную роль играет система его охлаждения. В первых образцах станковых пулемётов широко применялось водяное охлаждение, что нередко затрудняло их боевое применение при отсутствии воды, а также приводило к увеличению массы и габаритов. Совр. пулемёты и др. виды А. о. в основном имеют возд. охлаждение стволов. В единых пулемётах, используемых в качестве станковых и ручных, обеспечивается смена нагревшихся стволов в боевых условиях.

Лит.: Материальная часть стрелкового оружия, кн. 1 - 2, М., 1945 - 46; Благонравов А. А., Основания проектирования автоматического оружия, М., 1940; Горов Э. А., Гнатовский Н. И., Основания устройства автоматического оружия, Пенза, 1960. П. И. Сироткин.

АВТОМАТИЧЕСКОЕ ПОВТОРНОЕ ВКЛЮЧЕНИЕ (АПВ), быстрое автоматич. обратное включение в работу высоковольтных линий электропередачи и электрооборудования высокого напряжения после их автоматич. отключения; одно из наиболее эффективных средств противоава-рийной автоматики. Повышает надёжность электроснабжения потребителей и восстанавливает нормальный режим работы электрич. системы. Во многих случаях после быстрого отключения участка электрич. системы, на к-ром возникло короткое замыкание в результате кратковременного нарушения изоляции или пробоя воздушного промежутка, при последующей подаче напряжения повторное короткое замыкание не возникает.

А. п. в. выполняется с помощью автоматич. устройств, воздействующих на высоковольтные выключатели после их аварийного автоматич. отключения от релейной защиты. Многие из этих автоматич. устройств обеспечивают А. п. в. при самопроизвольном отключении выключателей, напр, при сильных сотрясениях почвы во время близких взрывов, землетрясениях и т. п. Эффективность А. п. в. тем выше, чем быстрее следует оно за аварийным отключением, т. е. чем меньше время перерыва питания потребителей. Это время зависит от длительности цикла А. п. в. В электрич. системах применяют однократное А. п. в.- с одним циклом, двухкратное - при неуспешном первом цикле, и трёхкратное - с тремя последовательными циклами. Цикл А. п. в.- время от момента подачи сигнала на отключение до замыкания цепи гл. контактами выключателя - состоит из времени отключения и включения выключателя и времени срабатывания устройства А. п. в. Длительность бестоковой паузы, когда потребитель не получает электроэнергию, выбирается такой, чтобы успело произойти восстановление изоляции (деионизация среды) в месте короткого замыкания, привод выключателя после отключения был бы готов к повторному включению, а выключатель к моменту замыкания его гл. контактов восстановил способность к отключению повреждённой цепи в случае неуспешного А. п. в. Время деионизации зависит от среды, климатич. условий и др. факторов. Время восстановления отключающей способности выключателя определяется его конструкцией и количеством циклов А. п. в., предшествовавших данному. Обычно длительность 1-го цикла не превышает 0,5-1,5 сек, 2-го- от 10 до 15 сек, 3 го - от 60 до 120 сек.

Наиболее распространено однократное А. п. в., обеспечивающее на возд. линиях высокого напряжения (110 кв и выше) до 86% , а на кабельных линиях (3-10 кв) - до 55% успешных включении. Двухкратное А. п. в. обеспечивает во втором цикле до 15% успешных включений. Третий цикл увеличивает число успешных включений всего на 3-5%. На линиях электропередачи высокого напряжения (от 110 до 500 кв) применяется однофазо-вое А.п. в.; при этом выключатели должны иметь отд. приводы на каждой фазе. Применение А. п. в. экономически выгодно, т. к. стоимость устройств А. п. в. и их эксплуатации несравнимо меньше ущерба из-за перерыва в подаче электроэнергии.

Лит.: Соловьев И. И., Автоматизация энергетических систем, 2 изд., М.- Л., 1956; Барзам А. Б., Системная автоматика, 2 изд., М.- Л., 1964. М. И. Царев.

АВТОМАТИЧЕСКОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ВОЗБУЖДЕНИЯ (АРВ), процесс изменения по заданным условиям тока возбуждения электрич. машин. Осуществляется на синхронных генераторах, мощных синхронных двигателях, синхронных компенсаторах, на генераторах и двигателях постоянного тока и на др. спец. электрич. машинах изменением напряжения на обмотке возбуждения. При этом изменяется сила тока возбуждения электрич. машины и, как следствие, основной магнитный поток и эдс в обмотках якоря. АРВ синхронных генераторов осуществляется в основном с целью обеспечения заданного напряжения в электрич. сети, а также для повышения устойчивости их параллельной работы на общую сеть.АРВ широко применяется в электроприводе пост, тока для поддержания постоянства частоты вращения рабочего органа машины путём воздействия на ток возбуждения двигателя или питающего генератора.

Различают АРВ пропорционального и сильного действия. АРВ пропорционального действия характеризуется изменением силы тока возбуждения пропорционально отклонению напряжения на зажимах машины от заданного значения (отрицат. обратная связь по напряжению). Регуляторы возбуждения пропорционального действия могут содержать устройства компаундирования (положительная обратная связь по току машины) и стабилизации (гибкая отрицательная обратная связь по напряжению возбуждения). АРВ пропорционального действия не обеспечивает достаточной точности поддержания напряжения электрич. станций, работающих на дальние линии электропередачи и в случаях, когда в системе имеются резкопеременные нагрузки, приводящие к значит, колебаниям напряжения. Тогда применяют АРВ сильного действия, при к-ром увеличение эффективности достигается введением регулирования возбуждения по отклонению напряжения, по производным от тока, напряжения, частоты и др., выбираемых в определ. соотношениях; характеризуется высоким быстродействием и большой мощностью системы возбуждения.

Привритет создания АРВ сильного действия принадлежит сов. энергетикам; это способствовало решению одной из важных проблем электроэнергетики - передачи больших мощностей по линиям переменного тока на дальние расстояния. Впервые АРВ сильного действия было осуществлено на Волжской ГЭС им. В. И. Ленина (1955-57).

Лит.: Иносов В. Л., Цукерник Л. В., Компаундирование и электромагнитный корректор напряжения синхронных генераторов, М.- Л., 1954; Веников В. А., Электромеханические переходные процессы в электрических системах, М.- Л., 1958; Сильное регулирование возбуждения, М.- Л., 1963; Андре ев В. П., Сабинин Ю. А., Основы электропривода, 2 изд., М.- Л., 1963. В. П. Васин, В. А. Строев.

АВТОМАТИЧЕСКОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ НАПРЯЖЕНИЯ (АРН), процесс поддержания напряжений в узловых точках электрич. системы в заданных пределах, осуществляемый для обеспечения технически допустимых условий работы потребителей электрич. энергии и собств. системы, а также для повышения экономичности их работы (см. Энергосистема). У большинства потребителей электроэнергии допускаются длительные отклонения напряжения от номинального не более чем на ±5%. Превышение номинального напряжения приводит к сокращению срока службы потребителей электроэнергии, уменьшение - снижает производительность и экономичность работы потребителей, пропускную способность линий электропередачи, может нарушить устойчивость работы синхронных машин и асинхронных двигателей.

Необходимость АРН вызывается переменными режимами работы потребителей и источников электроэнергии. Так, с увеличением нагрузок возрастает сила тока в сети, а следовательно, и потери напряжения в различных её участках, вследствие чего напряжения у потребителей могут выходить за допустимые пределы. В связи с этим на шинах электростанций и на шинах вторичного напряжения районных подстанций осуществляется, как правило, встречное (согласное) регулирование, при к-ром с увеличением нагрузок напряжение держится выше номинального, а при снижении нагрузок - понижается. Это уменьшает размах отклонений напряжений у потребителей. Однако в общем случае такое регулирование не исключает необходимости АРН у каждого потребителя.

АРН на электростанциях осуществляется регулированием возбуждения синхронных генераторов (см. Автоматическое регулирование возбуждения). На подстанциях АРН осуществляется регулированием возбуждения синхронных компенсаторов, если они установлены на этих подстанциях.или автоматич. изменением под нагрузкой коэфф. трансформации трансформаторов, а также регулированием мощности батарей статич. конденсаторов. У потребителей электроэнергии АРН осуществляется регулированием возбуждения мощных синхронных двигателей и регулированием мощности батарей статич. конденсаторов. Вопрос о конкретном выборе регулирующих устройств решается на основе технико-экономич. анализа.

Лит.: Глазунов А. А. и Глазунов А. А., Электрические сети и системы, 4 изд., М.- Л., 1960; Барзам А. Б., Сист