загляните на купон-скидку или справочники: окна kbe, окна veka, окна rehau, остекление балкона, остекление лоджии, изготовление окон, монтаж окон, остекление, производство окон, металлопластиковые окна, окна пвх, пластиковые окна, установка окон, стеклопакеты и евроокна.



ВСЁ О СТРОИТЕЛЬСТВЕ, ЖЕЛЕЗОБЕТОНЕ, БЕТОНЕ, АРХИТЕКТУРЕ И НЕ ТОЛЬКО...:
ОПРЕДЕЛЕНИЯ:

АСФАЛЬТИРОВАНИЕ, устройство асфальтобетонных покрытий на автомобильных дорогах, улицах, аэродромах и т. п. путём укладки и уплотнения асфальтобетонной смеси по предварительно подготовленному основанию. В зависимости от назначения покрытия асфальтобетонную смесь (асфальтобетон) укладывают в один или два слоя на основание из щебня, гравия (нежёсткое основание) или бетона (жёсткое основание). Нижний слой толщиной 4-5 см устраивают из крупно- или среднезерни-стой смеси с остаточной пористостью 5-10% ; верхний слой толщиной 3-4 см-из средне- или мелкозернистой смеси (остаточная пористость 3-5%). При тяжёлых нагрузках и интенсивном движении транспорта покрытия устраивают 3-4-слойными общей толщиной 12-15 см. АСФАЛЬТИРОВАНИЕ начинается с очистки основания от пыли и грязи механич. дорожными щётками и поливомоечными машинами, исправления неровностей основания, обработки его поверхности жидким битумом или битумной эмульсией. Асфальтобетонная смесь приготовляется в асфальтобетоно-смесителях на стационарных или полустационарных заводах (установках), доставляется на место автомобилями-самосвалами и загружается в приёмный бункер асфалътобетоноукладчика, к-рый укладывает, разравнивает и предварительно уплотняет смесь. Окончат. уплотнение осуществляется катками дорожными. .


КОММУНАЛЬНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО, отрасль строительства, занятая сооружением объектов, связанных с обслуживанием жителей городов, посёлков городского типа, районных сельских центров и населённых пунктов сельской местности. В числе этих объектов: системы водоснабжения и канализации с очистными сооружениями и сетями; сооружения городского электрического транспорта с путевым, энергетическим хозяйством, депо и ремонтными предприятиями; сети газоснабжения и теплоснабжения с распределительными пунктами, районными и квартальными котельными; электрические сети и устройства напряжением ниже 35 кв; гостиницы; городские гидротехнические сооружения; объекты внешнего благоустройства населённых мест, озеленения, дороги, мосты, путепроводы, ливнестоки; предприятия санитарной очистки, мусороперерабатывающие и др. Планомерное развитие КОММУНАЛЬНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА в СССР началось ещё в 1-й пятилетке и осуществлялось нарастающими темпами до начала Великой Отечеств, войны 1941-45. В годы 4-й пятилетки (1946-50) проводились работы по восстановлению объектов коммунального назначения, разрушенных во время нем.-фаш. оккупации. В последующие годы КОММУНАЛЬНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО велось высокими темпами в связи с бурным развитием промышленности, культуры, увеличением численности городов и посёлков городского типа .
ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО, теория и практика планировки и застройки городов (см. Город). ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО определяют социальный строй, уровень развития производственных сил, науки и культуры, природно-климатичие условия и национальные особенности страны. ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО охватывает сложный комплекс социально-экономических, строительно-технических, архитектурно-художественных, а также санитарно-гигиенических проблем. Общим для ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО досоциалистических формаций является большее или меньшее влияние на него частной собственности на землю и недвижимое имущество..
ЗЕЛЁНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО, составная часть современного градостроительства. Городские парки, сады, скверы, бульвары, загородные парки (лесопарки, лугопарки, гидропарки, исторические, этнографические, мемориальные), национальные парки, народные парки, тесно связанные с планировочной структурой города, являются необходимым элементом общегородского ландшафта. Они способствуют образованию благоприятной в санитарно-гигиеническом отношении среды, частично определяют функциональную организацию городских территорий, служат местами массового отдыха трудящихся и содействуют художественной выразительности архитектурых ансамблей. При разработке проектов садов и парков учитывают динамику роста деревьев, состояние и расцветку их крон в зависимости от времени года.

Главная страница
Поиск по сайту
Оглавление страниц

Объяснение слов: словарь, справочник, информация. Строительство, экономика, промышленность - все сферы жизни: от А до Г, от Г до П и от П до Я

публицистич. статьях 1936-39 А. рассказал о событиях в Испании. В годы 2-й мировой войны участвовал в Сопротивлении (подпольный псевд. - М и н е в р); автор повестиМёртвое время; (1944) о мужестве франц. патриотов. Послевоен. творчество А. носит развлекат. характер (сб. детективных новеллИз любви к ночи, 1956). В 1957 А. опубл. сб.Слова конца; -антологию; предсмертных высказываний историч. личностей.

Соч. (кроме указ, в ст.): C'est vrai, mais il ne faut pas le croire. P., 1960; Celebration du lit, Revest-Saint-Martin, [1966].

М. Н. Ваксмахер.

АВЛОС (греч. aulos), древний муз. деревянный духовой инструмент с двойной тростью типа флейты. Был распространён в Греции и Передней Азии. Имел сначала 4 боковых отверстия, в более позднее время до 15 и был снабжён системой вращающихся колец. Обладал резким звуком, употреблялся в антич. трагедии, в воен. музыке и для сопровождения пения. Игра на А. наз. авлетикой. Др. Рим унаследовал А., дав ему назв. тибия. См. также Духовые музыкальные инструменты.

АВНОЮ, см. Антифашистское вече народного освобождения Югославии.

АВОГАДРО (Avogadro) Амедео (9.8. 1776, Турин,-9.7.1856, там же), итальянский физик и химик. Получил юридич. образование, затем изучал физику и математику. Ч л.-корр. (1804), ординарный акад. (1819), а затем директор отделения физ.-матем. наук АН в Турине. В 1806- 1819 преподаватель физики университетского лицея, в 1820-22 и 1834-50 проф. Туринского ун-та. Науч. труды А. посвящены различным областям физики и химии (электричество, электрохимия, теория, удельные теплоёмкости, капиллярность, атомные объёмы, номенклатура хим. соединений и др.). В 1811 А. выдвинул гипотезу, согласно к-рой молекулы простых газов состоят из одного или неск. атомов. На основе этой гипотезы А. дал формулировку одного из осн. законов идеальных газов (см. Авогадро закон) и способ определения атомных и молекулярных масс. Молекулярная гипотеза А. не была принята большинством физиков и химиков 1-й пол. 19 в. По имени А. названа универсальная постоянная (Авогадро число) - число молекул в 1 моле идеального газа. А. - автор оригинального 4-томного курса физики, являющегося первым руководством по молекулярной физике, к-рый включает также элементы физ. химии.

Соч.: Opere scelte [precedute da un dis-corso storicocritico d'lcilio Guareschi], Torino, 1911; Fisica de' corpi ponderabili ossia Trattato della costituzione generate dei corpi, v. 1 - 4, Torino, 1837 - 41.

Г. В. Быков.

АВОГАДРО ЗАКОН, один из осн. законов идеальных газов, согласно к-рому в равных объёмах различных газов при одинаковых темп-pax и давлениях содержится одинаковое число молекул.

Число молекул в одном моле наз. Аво-гадро числом. А. з. открыт А. Аво-гадро в 1811. Однако из-за господствовавшего в науке 1-й пол. 19 в. смешения понятий атома, эквивалента и молекулы А. з. только с 1860 стал широко применяться в физике и химии. Из А. з. следует: 1)1 кмоль любого идеального газа при одинаковых темп-pax и давлениях занимает один и тот же объём, равный 22,4136 м3 при давлении 101325 н/м2 (760 мм рт. ст.) и темп-ре 00С; 2) плотности р2 и p1 двух идеальных газов при одних и тех же давлении и температуре прямо пропорциональны (и удельные объёмы V2 и V1 обратно пропорциональны) их мол. массам М2 и M1.

[t0078-1.jpg]

 
0107.htm
АВТОВОКЗАЛ (от авто... и вокзал), комплекс сооружений для обслуживания пассажиров междугородных и пригородных автобусных сообщений в больших городах на конечных пунктах автобусных линий. А. состоит из пассажирского здания, внутренней транспортной территории и привокзальной площади (рис. 1).
[0107-2-1.jpg]

Рис. 1. Генплан типового автовокзала вместимостью 900 чел.: 1 - подъезд городского транспорта; 2 - пассажирское здание; 3 - перрон отправления; 4 - перрон прибытия; 5 - стоянка автобусов; 6 - осмотровая эстакада; 7 - место для мойки автобусов.

В здании А. размещаются: пассажирский зал с билетными кассами, помещение для пассажиров с детьми, камера хранения ручной клади, кафетерий, санузлы, служебные помещения (диспетчерская, шофёрская, комнаты администрации). На внутр. транспортной территории А. располагаются: перроны посадки и высадки пассажиров, площадка для стоянки автобусов между рейсами и, при необходимости, устройства для осмотра и мойки кузова автобусов. Перроны А. могут быть прямолинейными или уступообразными; последние имеют относительно меньшую длину и применяются при большом числе отправлений и прибытий автобусов.

Расчётными показателями А. являются суточное отправление пассажиров и часовое отправление автобусов. Низший предел вместимости А.- 100 чел.

Управление движением автобусов на территории А. осуществляется с пульта диспетчера световой сигнализацией; автоматич. устройствами, регистрирующими подачу автобуса к перрону под посадку и отход от перрона; в больших А. диспетчерская служба оснащается телевизионной системой для наблюдения за посадкой и высадкой пассажиров. Пассажиры информируются о прибытии и отправлении автобусов по радио, с помощью световых табло и указателей.

Для удобства пассажиров, пользующихся смешанными видами сообщений, строятся объединённые вокзалы: желез-нодорожно-автобусные, автобусно-речные и др.

Рациональной планировкой выделяются А. в Киеве (1958-61, арх. А. М. Милецкий и др.; проект переработан для Одессы в 1964, см. рис. 2) с просторными интерьерами, украшенными мозаичными панно из майолики (художники А. А. Рыбачук и В. В. Мельниченко), А. в Риге (1962-64, арх. Г. Минц), в Алма-Ате (1967, арх. В. А. Бабенко, А. А. Смирнов, С. И. Судакова) и др.

За рубежом строят многоэтажные А. с перронами посадки и высадки пассажиров внутри здания в наземных и подземных этажах (.Нью-Йорк-Центральный, Чикаго, Брюссель, Лос-Анджелес).

Ю. А. Гольденберг.

АВТОГАМИЯ (от авто... и греч. gamos - брак), 1) самоопыление и самооплодотворение у высших растений (из культурных злаков - пшеница, овёс, ячмень и др., из бобовых - горох, фасоль и др.; мн. сорные растения с мелкими невзрачными цветками из сем. крестоцветных, гвоздичных и др.); 2) самооплодотворение у одноклеточных организмов, заключающееся в слиянии двух ядер (диатомовые водоросли, споровики, нек-рые амёбы). При этом ядро клетки делится на два, дочерние клетки расходятся и после созревания сливаются.

Лит.: Жебрак А. Р., Курс ботаники, М., 1959; Жуковский П. М., Ботаника, 4 изд., М., 1964.



АВТОГЕНЕЗ (от авто... и греческого genesis - возникновение), идеалистическое учение, стремящееся объяснить эволюцию организмов действием только внутренних факторов. Элементы А. имелись в теории Ж. Б. Ламарка (см. Ламаркизм); более последовательно идею А. развивали зоологи К. Бэр, А. Кёлликер и Л. С. Берг, ботаники К. Негели и С. И. Коржинский, палеонтолог Э. Коп, генетики Х. де Фриз и Ю. А. Филипченко. Предполагаемый внутренний фактор развития называется то "принципом совершенствования" (Негели), то "силой роста", или "батмизмом" (Коп). А. противопоставлялся материалистической теории эволюции на основе естественного отбора (см. Дарвинизм). А. обоснованно критиковали Ч. Дарвин, А. Вейсман, К. А. Тимирязев, А. Н. Северцов и другие биологи-дарвинисты.

Лит.: История эволюционных учений в биологии, М. - Л., 1966.

Л. Я. Бляхер.


АВТОГЕНЕРАТОР, генератор с самовозбуждением, см. в ст. Генерирование электрических колебаний.

АВТОГЕННАЯ РЕЗКА, то же, что кислородная резка.

АВТОГЕННАЯ СВАРКА, то же, что газовая сварка.

АВТОГРАВЮРА (от авто... и гравюра), гравюра, в к-рой печатную форму на дереве, линолеуме или металле (медь, цинк, сталь) выполняет сам художник - автор композиции.

АВТОГРАФ (от авто... и... граф), собственноручная надпись или подпись. 2) Собственноручный авторский руко-лисный текст. А.- важный источник установления канонич. (признанного правильным) текста произведения, ценный материал для изучения творческого процесса писателя, учёного, историч. деятеля. Собирание и хранение А. является одной из функций архивов, библиотек и музеев. В СССР рукописи К. Маркса, Ф. Энгельса, В. И. Ленина и ряда руководящих деятелей КПСС хранятся в Центральном партийном архиве Ин-та марксизма-ленинизма при ЦК КПСС. Богатые коллекции А. писателей находятся в Гос. библиотеке СССР им. В. И. Ленина и Гос. лит. музее в Москве, в Гос. публичной библиотеке им. М. Е. Салтыкова-Щедрина и Ип-те рус. лит-ры АН СССР (Пушкинский дом) в Ленинграде, а также во мн. мемориальных музеях.

АВТОГРЕЙДЕР (от авто... и грейдер), самоходная колёсная машина для профилирования земляных насыпей, псремещсния и разравнивания грунтов и дорожно-строит. материалов при сооружении и ремонте грунтовых и усовершенствованных дорог, аэродромных покрытий, оросит, каналов и др. Осн. рабочий орган А.- полноповоротпый отвал криволинейного лрофиля с механич. или гидравлич. управлением, приводимым в действие от двигателя. Вспомогательный орган - кирковщик, состоящий из 7-11 зубьев, предназначенных для разрушения дорожных одежд и покрытий при ремонте дорог. А. оснащается также сменным оборудованием бульдозера, погрузчика, снегоочистителя и др. машин.

Общпй вид автогрейдера со сменным оборудованием бульдозера

АВТОДИН (от авто... и греч. dynamis - сила, способность), 1) радиоприёмник с положительной обратной связью, в к-ром одновременно происходят процессы генерирования на частоте, отличной от принимаемой, и детектирования, в результате чего выделяется разность генерируемой и принимаемой частот в виде биений. А. служит для приёма на слух телеграфных сигналов по методу биений и для приведения в действие автоматич. устройств. Автодинными преобразователями наз. генерирующие преобразователи частоты. 2) Электромашинный усилитель, представляющий собой управляемый одно-якорный преобразователь мощности 3-фазного тока сети в мощность постоянного тока или наоборот. Изобретён венг. учёным О. В. Бенедиктом.

АВТОДИСПЕТЧЕР, автоматический диспетчер, комплексная система (класс систем "человек и машина"), обеспечивающая автоматизацию процесса управления с учётом наивыгоднейших (оптимальных) режимов работы управляемого объекта. А. осуществляет сбор и обработку информации о ходе процесса для замкнутого цикла управления, оперативное планирование процесса в оптимальном режиме, исполнение планов, т. е. выдачу управляющих сигналов, получение текущей информации о выполнении посланных приказов, состоянии управляемых объектов, данных для учёта и т. д. В такую систему входят: оператор (диспетчер), управляющая вычислительная машина (УВМ), средства связи операторов всех категорий с УВМ, телесвязь с управляемыми объектами, исполнительные и контрольные органы на объектах. А. в узком смысле - часть системы, включающая УВМ и средства связи операторов с УВМ.

Схема участкового автодиспетчера: УОУ - управляемые объекты участка - стрелки и сигналы на участковых станциях (УС1 ... УС10), где есть дежурные, и на промежуточных станциях (ПС1...ПС10), где нет дежурных; аппаратура для связи диспетчера (Д) с машинами (УВМ1 и УВМ2); Т - табло: П - поездографы и печатающие устройства; М - манипулятор диспетчера; аппаратура (АСС) для связи машины с дежурным участковой станции (ДС10); РТА - рулонные телеграфные аппараты; МДС - манипуляторы дежурных; ЛА - линейная аппаратура; АЦП - аппаратура центрального поста; 1 и 2 - двусторонняя связь машины с управляемыми объектами через ДЦ; 3 - цепь корректирующих воздействий диспетчера.

Управление можно вести по постоянному "жёсткому" графику, если процесс стабилен и непредусмотренные внешние воздействия, нарушающие процесс, практически не возникают. В этих случаях УВМ заменяют простым программным устройством. Однако в большинстве процессов отклонения от заданного плана часты и требуют непрерывного корректирования с помощью УВМ.

Различают две ступени управления (режима работы А.): низшая - режим "советчик", когда УВМ используется только для разработки оперативных планов, а исполняет их оператор (диспетчер); высшая - автоматич. режим, при к-ром УВМ, обеспеченная обратной связью, используется не только для составления планов, но и для их реализации с необходимым контролем исполнения. А. в автоматич. режиме функционирует как самоприспосабливающаяся система и только в особо сложных и редких случаях управление переходит к оператору. А. применяется, напр., на гидроэлектростанциях (автооператор гидроэлектростанции), на транспорте (автодиспетчер железнодорожный). Б. А. Завьялов,

АВТОДИСПЕТЧЕР ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ,комплексная система, обеспечивающая автоматизацию управления движением поездов. Различают А. ж.: участковый, станционный и объединяющий их - комплексный.

А. ж. участковый применяется на участках между двумя крупными станциями. Большую часть задач выполняет управляющая вычислит, машина (сбор и обработка информации о движении поездов, составление и оперативная корректировка планов-графиков движения, подача команд для их реализации, контроль, учёт и т. п.), а за диспетчерами (штат к-рых сокращается до 1-2 чел. в смену) сохраняется общее руководство и специфич. функции, к-рые трудно алгоритмизировать. Различают два режима работы А. ж. участкового: 1);советчик; - когда машина (см. схему), получая информацию о поездах через диспетчерскую централизацию (ДЦ), моделирует их движение и составляет оптимальный план-график, а исполняет его диспетчер, посылая управляющие сигналы манипулятором; 2) автоматич. режим, при к-ром машина не только составляет график, но и исполняет его, а за диспетчером сохраняется право вносить в этот график любые изменения. При последнем режиме машина, которой разработано св. 10 программ, выдаёт план-график на 2-4 ч. Для реализации и корректировки плана-графика через каждые 20 сек с ДЦ поступает в машину информация о движении поездов по участку. При отправлении каждого поезда с очередной станции ему автоматически устанавливается маршрут на проход следующей станции i + l (а иногда и i+2) с учётом движения других поездов. Расписание не закладывается "жёстко", а для грузовых поездов машина ежедневно составляет наиболее рациональный график в зависимости от числа поездов, их местонахождения, массы (распространён термин "вес поезда") и др. показателей, выбирая лучшие варианты обгонов и скрещений и повышая этим участковую скорость. Пассажирские поезда проводятся по расписанию, а при его нарушениях - с оптимальной корректировкой. Планирование, осуществляемое машиной, позволяет работать при любых нарушениях расписания (графика). Для повышения надёжности работы А. ж. участкового могут устанавливаться две машины, работающие параллельно, сверяющие все исходные и конечные результаты и взаимно корректирующие друг друга. А. ж. участковый обеспечивает централизов. управление однопутными (и с двухпутными вставками) участками до 600 км, с количеством поездов до 100-150 в сутки, при скоростях до 160 км/ч. Осн. эконо-мич. эффект - повышение участковой скорости на 5-10% .Система участкового А. ж. впервые разработана в СССР (1959- 63).

А. ж. станционный (узловой) - система, обеспечивающая оптимизацию планирования работы крупной станции (особенно сортировочной) или узла, а также моделирование движения с точностью до вагона. В её аппаратуру, кроме управляющей машины, входит система датчиков информации о местонахождении вагонов и локомотивов (напр., счётчиков осей). Имеются два режима работы: 1) "советчик" - все исполнительные функции остаются за операторами; 2) автоматический - значительная часть реализации планов (установка осн. маршрутов, оповещение участвующих в них сотрудников и т. п.) возлагается на машину, связанную для этого с аппаратурой электрич. централизации телеграфными каналами и различными манипуляторами и световыми индикаторами. Основная экономич. эффективность А. ж. станционного - улучшение оборота вагонов и локомотивов, уменьшение потребных маневровых средств.

Лит.: Участковый автодиспетчер, М., 1967. Б. А. Завьялов.

АВТОДОРОЖНАЯ СЛУЖБА, одна из служб тыла вооруж. сил, осуществляющая дорожное обеспечение в оперативных объединениях действующей армии в интересах своевременного передвижения войск, подвоза материальных средств и эвакуации. Ведёт разведку, ремонт, восстановление и стр-во автодорог, осуществляет их эксплуатацию, организует на них дорожно-комендантскую службу; руководит спец. подготовкой личного состава дорожных войск, участвует в разработке мероприятий по подготовке путей сообщения на театрах военных действий.

Грузовая автодрезина грузоподъёмностью 6 т с дизелем мощностью 160 квт ( 220 л. с.).

АВТОДОРОЖНЫЙ МОСТ, предназначен для движения безрельсовых трансп. средств и пешеходов. А. м. рассчитывают на тяжёлую колёсную нагрузку до 0,8 Мн (30 тс), проход толпы людей и на др. воздействия. Ширина проезжей части устанавливается в зависимости от ожидаемой интенсивности и скоростей движения транспорта, длины моста, расположения его в плане и профиле (обычно от 7 до 21 л); ширина тротуаров-не менее 1 м. А. м. могут быть стальными, железобетонными и деревянными. Стальные А. м. строят чаще всего балочной конструкции. Значит, распространение получили А. м. из сборного и предварительно напряжённого железобетона. Для А. м. предпочтительны конструкции с ездой поверху, обеспечивающие лучшие условия движения автомобилей и эксплуатац. содержания моста. Один из крупнейших в мире железобетонных мостов неразрезной балочной конструкции - А. м. через Волгу (рис.) дл. 2,8 км (с пролётами по 166 м), соединивший гг. Саратов и Энгельс (1965). Деревянные А. м. сооружают преим. на дорогах местного значения (см. также Мосты).

Лит.: Мосты и сооружения на дорогах, М., 1961; Справочник инженера-дорожника, [т. 6], М.. 1964. Н. Н. Богданов.

Автодорожный мост через Волгу у г. Саратова.

АВТОДРЕЗИНА, самоходное средство рельсового транспорта с двигателем внутреннего сгорания для инспекторских поездок и перевозки служебного персонала, материалов, механизмов и инструмента при ремонте пути и др. железнодорожных устройств. А. делятся по назначению на пассажирские и грузовые, по массе - на съёмные (до 300 кг) и несъёмные (до 50 т). А. могут быть оборудованы поворотными кранами, монтажными вышками, измерительными приборами. К А. могут прицепляться 1-2 платформы или обычные железнодорожные вагоны. В СССР съёмные А. имеют двигатель мощностью 7-18 квт (10- 25 л.с.), перевозят 4-6 чел. и ок. 50 кг груза; несъёмные - 75-185 квт (100- 250 л. с.), перевозят 20-30 чел. или 5- 6 т груза.

Лит.: Гуленко Н. Н., Гора В. Е.

Путевые машины и механизмы, М., 1961.

К. М. Доброселъский.

АВТОДРОМ [от авто(мобиль) и грeч. dromos - место для состязаний], территория, оборудованная для проведения скоростных автомобильных соревнований и испытаний автомобилей. Необходимость сооружать для автомобильных соревнований и испытаний спец. скоростные дороги, изолированные от движения транспорта, выявилась уже в 1903 после междунар. соревнований по маршруту Париж - Мадрид, сопровождавшихся многочисл. несчастными случаями. В последующие годы в ряде стран с развивающейся автомобильной пром-стью были построены: в- Англии - Бруклендский трек (1906), в США - трек в г. Индиа-наполисе (1907), в Италии - трек Монца (1910), во Франции - трек близ г. Мои-лери (1924).

Основное сооружение А.- трек для гонок дл. 3-10 км и шир. 10-18 м. Трек нередко дополняется дорожным маршрутом (рис.), в результате чего-образуется комплексная трасса, делающая условия соревнования и испытания автомобилей более разнообразными и усложняющая их. В комплекс сооружений А. входят также трибуны, расположенные у финишной прямой, площадка для соревнований по фигурной езде, помещения для технич. обслуживания автомобилей, гараж и др. В качестве А. для проведения соревнований используют также трассы, образуемые дорогами общего пользования (закрываемыми для транспорта) между населёнными пунктами. Такие А. и гоночные трассы предъявляют повышенные требования к устойчивости и управляемости автомобилей и к мастерству гонщиков, хотя скорость движения на них ниже, чем на треках с наклонными параболическими виражами. Автомотодром предназначен для проведения спортивных соревнований и испытаний автомобилей и мотоциклов. На нём сооружают внутренний трек для мотогонок дл. 1-2 км с параллельным финишным участком против Автомотодром.трибун и кольцевую (замкнутую) дорожку дл. 400-500 м с гаревым покрытием для соревнований на мотоциклах.

А. П. Галлы, С. А. Лаптев.

АВТОЖИР (франц. autogyre, от греч. autos - сам и gyros - круг, вращение), летательный аппарат тяжелее воздуха, отличающийся от самолёта тем, что осн. несущей поверхностью служит возд. винт-ротор, свободно вращающийся вокруг вертик. оси под действием встречного потока воздуха. Изобретён испанским инженером X. де ла Сиерва в 1922. В связи с развитием вертолётов, обладающих рядом преимуществ перед А., работы по созданию последних были прекращены.

АВТОЗАГРУЗЧИК СЕЯЛОК, см. Загрузчик сеялок.

АВТОЗАПРАВОЧНАЯ СТАНЦИЯ (АЭС), сооружение для снабжения (заправки) автомобилей, мотоциклов и др. самоходных машин жидким топливом, маслом, водой и воздухом, а также для продажи фасованных нефтепродуктов, автопринадлежностей и запасных частей. Располагаются на автодорогах и в населённых пунктах, в местах, обеспечивающих удобный заезд и выезд автомобилей.

Схема автодрома Монца:

1 - трек; 2 -дорожный маршрут.

На нек-рых загородных АЭС устраиваются площадки для техобслуживания и мойки автомобилей, кафетерий, бытовые помещения. Оборудование АЗС включает: топливо-и маслораздаточные колонки, водо- и воз-духозаправочные устройства, подземные топливные, масляные и электрич. коммуникации, противопожарное оборудование, компрессор. Топливо и масло хранятся в металлич. подземных резервуарах. Раздаточные колонки устанавливаются на заправочном островке - бетонированной площадке.

Перспективна автоматизация процессов заправки, повышающая пропускную способность АЗС, снижающая потери топлива и трудоёмкость процессов. Для этой цели применяются дистанционное управление выдачи дозы топлива и масла, получение топлива на автоматич. колонке индивидуальным ключом или перфокартой (см. Топливораздаточная колонка), двусторонняя громкоговорящая связь оператора АЗС с заправочными колонками, механизир. учёт работы АЗС и т. д. Ю. Л. Юркевич.

АВТОКАР (от авто... и англ, саr - тележка), самодвижущаяся тележка с двигателем внутр. сгорания для перевозки грузов на небольшие расстояния. Заменяется электрокарами.

АВТОКАТАЛИЗ (от авто... и катализ), ускорение хим. реакции одним из её продуктов. Пример А.: гидролиз этил-ацетата в водном растворе:

СН3СООС2Н5 + Н2О = СН3СООН+С2Н5ОН.

Продукт реакции - уксусная кислота СН3СООН и ион Н+, образующийся при её электролитич. диссоциации, ускоряют реакцию. Скорость автокаталитич. реакции вначале возрастает вследствие увеличения количества продукта, являющегося катализатором, а затем падает в результате израсходования исходных веществ. Поэтому зависимость степени превращения а от времени t описывается S-образной кривой (см. рис.). Реакция начинается благодаря присутствию в начальный момент некоторого малого количества продукта (затравка) или другого катализатора, или, наконец, за счёт медленной некаталитич. реакции, происходящей параллельно каталитической. Если начальная концентрация катализатора и скорость некаталитич. реакции весьма малы, то в течение некоторого времени, наз. периодом индукции, реакция настолько медленна, что практически не обнаруживается, и лишь по истечении этого времени становится заметной.

Автокаталитич. характер имеют процессы образования новой фазы, протекающие на границе раздела фаз (такие, как конденсация пересыщенного пара, кристаллизация переохлаждённой жидкости, топохимические реакции), т. к. по мере увеличения количества новой фазы растёт поверхность раздела. Цепные разветвлённые реакции могут быть внешне весьма сходны с автокаталитическими. Отличие заключается в том, что ускорение реакции при разветвлении цепей вызвано накоплением активных промежуточных веществ, а не продуктов реакции (см. Цепные реакции).

Автокаталитич. реакция первого порядка (по исходному веществу и продукту); начальная концентрация продукта равна 0,1% от начальной концентрации исходного вещества.

Термин "А." иногда применяют и в тех случаях, когда катализатором является одно из исходных веществ реакции.

М. И. Тёмкин.

АВТОКЕФАЛЬНАЯ ЦЕРКОВЬ (от авто... и греч. kephale-голова), в православии самостоятельная церковь, административно независимая от др. церквей. В число А. ц. входят (1968): Албанская, Александрийская, Антиохийская, Болгарская, Элладская (Греция), Грузинская, Иерусалимская, Кипрская, Константинопольская, Польская, Румынская, Русская, Сербская, Чехословацкая.

АВТОКЛАВ (от авто... и лат. clavis - ключ), аппарат для проведения различных процессов при нагреве и под давлением выше атмосферного. В этих условиях достигается ускорение реакции и увеличение выхода продукта. А. бывают: вращающиеся, качающиеся, горизонтальные, вертикальные и колонные. А. представляет собой сосуд либо замкнутый, либо с открывающейся крышкой. При необходимости снабжаются внутренними, наружными или выносными теплообменниками, механическими, электромагнитными, либо пневматич. перемешивающими устройствами и контрольно-изме-рит. приборами для измерения и регулирования давления, температуры, уровня жидкости и т. п. Конструкция и осн. параметры промышленного А. разнообразны, ёмкость от нескольких десятков см3 до сотен м3, предназначаются для работы под давлением до 150 Мн/м2 (1500 кгс/см2) при темп-ре до 500°С. Для хим. производств перспективны бессальниковые А. с экранированным электродвигателем, не требующим уплотнения. Ротор этого электродвигателя насажен непосредственно на вал мешалки и накрыт герметичным тонкостенным экраном из немагнитного материала, не препятствующего проникновению магнитных силовых линий от статора электродвигателя к ротору.

А. применяются в хим. пром-сти (производство гербицидов, органич. полупродуктов и красителей, в процессах синтеза); в гидрометаллургии (выщелачивание с последующим восстановлением из растворов цветных и драгоценных металлов, редких элементов): в резин, пром-сти (вулканизация технич. изделий); в консервной пром-сти (стерилизация консервов); в пром-сти стройматериалов. А. широко используется также в медицине (см. Автоклав в медицине).

Лит.: Корндорф Б. А., Техника высоких давлений в химии, Л.- М., 1952; Плановский А. Н., Гуревич Д. А., Аппаратура промышленности полупродуктов и красителей, [2 изд.], М., 1961. Г.М.Векслер, В.А.Зайцев.

АВТОКЛАВ в медицине, аппарат для стерилизации паром под давлением хирургич. перевязочного материала, инструментов, большинства питательных сред для выращивания микроорганизмов, для обеззараживания инфицированного материала, операционных халатов и т. п. Основная часть А.- герметичная водопаровая камера для получения водяного пара необходимой темп-ры и давления. Внутри водопаровой камеры установлена стерилизац. камера, в к-рую помещают стерилизуемый материал. В свободное пространство между камерами наливают воду. При нагреве А. пар поднимается между стенками камер, проникает в стерилизац. камеру сквозь отверстия в верхней части и поднимает в ней давление и темп-ру, необходимые для уничтожения микроорганизмов в стерилизуемом материале. А. снабжён металлич. кожухом, подставкой и изолирован изнутри слоем асбеста (см. рис.). Применяют стационарные и переносные А.

Автоклав медицинский (до 3 атм): 1 - крышка; 2 - резиновая прокладка; 3 - отверстия для поступления пара; 4 - водопаровая камера; 5 - металлический кожух; 6 - стерилизационная камера; 7 - слой асбеста; 8 и 14 - спускные краны; 9 - подставка; 10 и 12 - краны для заправки воды; 11 - водоуказательное стекло; 13 - манометр; 15 - предохранительный клапан.

АВТОКЛАВНЫЕ МАТЕРИАЛЫ, материалы и изделия автоклавного твердения, строит, материалы и изделия, получаемые из смеси извести и кварцевого песка и твердеющие при повыш. темп-ре и давлении. В процессе изготовления А. м. подвергаются термической обработке (запа-риванию) в автоклавах при t 175- 200 "С насыщенным водяным паром под давлением 0,9-1,6 Мн/м2(9-16 кгс/см2) в течение 8-16 ч. В результате физ.-хим. взаимодействия компонентов (извести, песка и воды) образуются гидросиликаты кальция, обусловливающие твердение и монолитность материала. Способ изготовления автоклавного силикатного кирпича из смеси (по массе) извести (8-10% ) и кварцевого песка (90-92% ) впервые был предложен немецким учёным В. Михаэлисом в 1880.

В России изготовление силикатного кирпича началось в конце 19 в. В нач. 30-х гг. в СССР было освоено производство автоклавных стеновых известково-песчаных и известково-шлако-песчаных камней и блоков (сплошных и пустотелых), известково-трепельного фибролита, облицовочных плит и др. изделий. В эти же годы разработана технология и организовано производство бетонных камней на основе портландцемента (чем положено начало использованию цемента в производстве А. м.), а также ячеистого бетона из смеси молотой негашёной извести, молотого кварцевого песка и пе-но- или газообразователей (в виде т. н. пеносиликата и газосиликата) и изделий из них с объёмной массой от 400 до 1200 кг/м3 и более. В 50-е годы в СССР была разработана технология изготовления крупноразмерных силикатобетонных изделий автоклавного твердения с пределом прочности при сжатии до 50 Мн/м2 (500 кгс/см2) и более; такие изделия по своим свойствам равноценны железобетонным, а себестоимость их на 10-20% ниже. Эта работа удостоена Ленинской пр. (1962). Советскими учёными открыта также возможность замены извести и портландцемента в произ-ве автоклавных изделий молотыми шлаками (металлур-гич., топливными и др.), нефелиновым шламом и нек-рыми золами (содержащими до 20-50% окиси кальция в свободном виде, а также в виде силикатов и алюминатов, способных к гидратации при термообработке в автоклавах). На основе автоклавной обработки в СССР организовано массовое произ-во крупноразмерных элементов (стеновых блоков и панелей) из тяжёлого, лёгкого и ячеистого бетонов с объёмной массой от 300-500 до 2000-2400 кг/м3, теплоизоляционных, облицовочных и др. материалов и изделий. А. В. Вплженский.

АВТОКОД, простой язык программирования; система команд нек-рой условной машины, способной в качестве элементарных выполнять значительно более сложные операции, чем данная конкретная ЭВМ. Наиболее распространены А. типа 1:1, в к-рых осн. элемент языка (оператор, строка) при переводе на языке цифровой вычислит, машины (ЦВМ) преобразуется в одну команду. С помощью А. типа 1:1 можно составить любую программу, к-рая возможна в системе команд вычислит, машины. Программирование на А. типа 1:1 эквивалентно программированию на языке ЦВМ, однако более удобно для человека и ускоряет работу примерно в 3 раза. А., отличные от А. типа 1:1, ориентируются не на систему команд ЦВМ, а на класс решаемых задач, значительно ускоряют работу по программированию, но не дают возможности получить программу такого же высокого качества, какое в принципе достижимо при программировании на языке ЦВМ или на А. типа 1:1. В А. (не типа 1:1) осн. элемент языка (оператор) при переводе в код ЦВМ преобразуется, как правило, в совокупность неск. команд. Указать резкую границу между А. и другими (более сложными) языками программирования невозможно. Примерами А. типа 1:1 могут служить А., разработанные в СССР для ЦВМ БЭСМ-6 иУрал;. Пример более сложного А.- А. типаИнженер; для ЦВМ ч Минск;.

Алгоритм, заданный на А., перерабатывается в программу ЦВМ с помощью т. н. программы-транслятора, к-рая может по заданию программиста производить также простейшее распределение памяти, автоматич. компоновку программ из отд. частей с использованием библиотеки подпрограмм и др. операции.

Во многих системах автоматич. программирования А. служит промежуточным языком при переводе с другого языка программирования в код ЦВМ.

Лит. см. при ст. Язык программирования. В. И. Собелъман.

АВТОКОЛЕБАНИЯ, незатухающие колебания, которые могут существовать в к.-л. системе при отсутствии переменного внеш. воздействия, причём амплитуда и период колебаний определяются свойствами самой системы. Этим А. отличаются от вынужденных колебаний, амплитуда и период к-рых определяются характером внеш. воздействия (приставкаавто; и указывает на то, что колебания возникают в самой системе, а не навязываются внеш. воздействием). А. отличаются и от свободных колебаний (напр., колебаний свободно подвешенного маятника, колебаний силы тока в элект-рич. контуре) тем, что, во-первых, свободные колебания постепенно затухают, во-вторых, их амплитуда зависит от первоначального ;толчка, создающего эти колебания. Примерами А. могут служить колебания, совершаемые маятником часов, колебания струны в смычковых или столба воздуха в духовых муз. инструментах, электрич. колебания в лампово'м генераторе (см. Генерирование электрических колебаний). Системы, в к-рых возникают А., наз. автоколебательными.

Автоколебат. системы во многих случаях можно разделить на 3 осн. элемента: 1) колебательную систему (в узком смысле); 2) источник энергии, за счет к-рого поддерживаются А., и 3) устройство, регулирующее поступление энергии из источника в колебат. систему. Эти 3 осн. элемента могут быть отчётливо выделены, напр., в часах, в к-рых маятник или баланс служит колебат. системой, пружинный или гиревой завод - источником энергии, и, наконец, анкерный ход - механизмом, регулирующим поступление энергии из источника в систему. В ламповом генераторе колебат. системой служит контур, содержащий ёмкость и индуктивность и обладающий малым активным сопротивлением; выпрямитель (или батарея), питающий напряжением анод лампы, является источником энергии, а электронная лампа с элементом обратной связи -устройством, регулирующим поступление энергии из источника в колебат. контур.

В часах, напр., А. осуществляются след, образом (рис.). При прохождении качающегося балансира 1 через определённое положение (обычно дважды за период) спусковое устройство 2 и 3 подталкивает колесо балансира, сообщая ему энергию, необходимую для того, чтобы компенсировать потерю энергии за полпериода колебаний. Балансир часов совершает А. с амплитудой, целиком определяемой свойствами часового механизма. Однако для того, чтобы эти А. возникли, обычно нужно не только завести пружинный завод, но и слегка встряхнуть часы, т. е. сообщить начальный толчок балансиру. Т. о., часы - это в большинстве случаев автоколебат. система без самовозбуждения. В духовых инструментах продувание струи воздуха поддерживает А. столба воздуха в трубе инструмента, а в струнных смычковых инструментах А. поддерживаются силой трения, действующей между смычком и струной.

Спусковой механизм часов: 1 - балансир; 2 - анкерная вилка; 3 - спусковое колесо.

Чтобы колебания были незатухающими, поступающая из источника в систему энергия должна компенсировать потери энергии в самой системе. Такая компенсация происходит в целом за период колебаний; но в одни части периода поступающая энергия может превышать потери в системе, в другие, наоборот, потери в системе могут превышать поступление энергии в неё. То значение амплитуды колебаний, при к-ром происходит компенсация потерь в целом за период, и является стационарным (не изменяющимся со временем) значением амплитуды А. Такой баланс поступления и потерь энергии оказывается возможным только при определённых значениях амплитуды А. (в простейших случаях только при одном значении).

Обычно при значениях амплитуды колебаний, меньших стационарной, поступление энергии в систему превышает потери в ней, вследствие чего амплитуда колебаний возрастает и достигает стационарного значения. В частности, если в систему поступает энергия больше, чем теряется в ней при сколь угодно малых амплитудах колебаний, то происходит самовозбуждение колебаний. Наоборот, при амплитудах, превышающих стационарное значение, потери энергии в системе обычно превышают поступление энергии из источника, вследствие чего амплитуда колебаний уменьшается и также достигает стационарного значения. Т. о., отклонения амплитуды А. в ту или другую сторону от стационарного значения затухают, и А. в этих случаях устойчивы.

Однако в нек-рых случаях отклонение амплитуды колебаний от стационарного значения и нарушение компенсации потерь энергии в системе приводят к дальнейшему росту отклонений амплитуды от стационарного значения. Это будет иметь место, если при уменьшении амплитуды потери начинают преобладать над поступлением энергии или, наоборот, при увеличении амплитуды поступление энергии начинает преобладать над потерями. В этом случае А. неустойчивы, и, вследствие наличия во всякой реальной системе неизбежных возмущений и толчков, такие А. длительное время существовать не могут.

Форма А. может быть различной. Если добротность колебательной системы велика, т. е. потери энергии в колебат. системе относительно малы, то для поддержания А. в систему за период должно поступать количество энергии, очень малое по сравнению с полной энергией колебат. системы. При этом характер происходящих процессов почти не изменяется по сравнению с тем, как они протекали бы в системе без поступления энергии. В этом случае период и форма А. будут очень близки к периоду и форме собственных колебаний колебат. системы; если собств. колебания в системе по форме близки к гармоническим, то А. также близки к гармоническим.

В систему с малой добротностью для поддержания А. должна поступать энергия, уже не малая по сравнению с энергией системы, что может существенно изменить характер происходящих в ней процессов; в частности, форма А. может значительно отличаться от синусоидальной. Если за период А. рассеивается вся накопленная в системе энергия (т. е. система уже не колебательная, а апериодическая), то А. могут очень сильно отличаться по форме от синусоидальных, т. е. превратиться в т. н. релаксационные колебания.

Возможность установления баланса энергии только при определённых значениях амплитуды А. обусловлена наличием в системе т. н. нелинейного элемента, свойства к-рого зависят от состояния системы (напр., сопротивления, к-рое зависит от приложенного к этому сопротивлению напряжения).

Лит.: Горелик Г. С., Колебания и волны, 2 изд., М., 1959; Теодорчик К. Ф., Автоколебательные системы, 3 изд., М.- Л., 1952. С. Э. Хайкин.

АВТОКОЛЛИМАТОР (от авто... и collimo, вместо правильн. лат. collineo - направляю прямо), оптико-механич. прибор для точных угловых измерений. Может быть применён для контроля прямолинейности и плоскостности направляющих (напр., станка).

АВТОКОЛЛИМАЦИЯ, ход световых лучей, при к-ром они, выйдя из нек-рой части оптич. системы (коллиматора) параллельным пучком, отражаются от плоского зеркала и проходят систему в обратном направлении. Если зеркало перпендикулярно оси системы, то излучающая точка, лежащая в фокальной плоскости на этой оси, совмещается с её изображением в отражённых лучах; поворот зеркала приводит к смещению изображения. Этим широко пользуются в оптич. приборах (напр., в спектральных) для выверки параллельности поверхностей оптич. деталей (напр., зеркал в оптических квантовых генераторах), контроля параллельности перемещений (напр., ползунов, суппортов и т. п.).

А. М.Бонч-Бруевич.

АВТОКОРМУШКА, см. Кормушка.

АВТОКРАТИЯ (or греч. autokrateia - самовластие, самодержавие), форма правления, представляющая собой неограниченное и бесконтрольное полновластие одного лица в гос-ве (см. также Деспотия, Тирания, Абсолютизм). А. являлись деспотич. монархии Др. Востока, тиранич. правления в нек-рых др.-греч. гос-вах, Римская и Византийская империи, абсолютные монархии нового времени. ПонятиеАупотреблялось также для обозначения неограниченных полномочий в к.-л. особой сфере гос. деятельности. В совр. лит-ре понятиемАобозначаются и политич. режимы, характеризующиеся неконтролируемой представительными органами верховной властьюлидера; (фюрера, дуче, кау-дильо). См. также Авторитаризм, Тоталитарное государство.

B.C. Нерсесянц.

АВТОЛЕСОВОЗ, автомобиль для перевозки пиломатериалов, уложенных пакетами. Особенность конструкции А.- высоко поднятая рама с угловыми стойками, опирающимися через пружинные рессоры на ходовые колёса. А. наезжает на пакет, уложенный на подкладки; захватные устройства, расположенные под рамой, поворачиваясь вокруг горизонт, оси, сближаются и перемещаются при помощи гидропривода по вертикали, приподнимая пакет до прижима его к нижней поверхности рамы. Разгрузка А. производится в обратном порядке.

Н. Н. Куницкий,

АВТОЛИЗ, аутолиз (от авто... и греч. lysis - разложение, распад), самопереваривание тканей животных, растений и микроорганизмов. При А. происходит распад клеточных белков, углеводов, жиров под влиянием присутствующих в клетках гидролитич. ферментов. Прижизненный А. наблюдается в очагах омертвения, в клетках злокачественных новообразований. А. имеет место при разложении трупов. В растениях А. происходит при отмирании клеток в результате влияния низкой темп-ры, высушивания, действия ядовитых веществ (хлороформа, толуола и др.), а также при механич. измельчении тканей. А. микробных клеток наблюдается при старении микробной культуры, повреждении микроорганизмов физ., хим. или биол. агентами. А. имеет место также при некоторых технологич. процессах, при ферментации табака, чая, силосовании кормов и др. Н.П. Мешкова.

АВТОЛИТОГРАФИЯ, вид литографии, при котором изображение на камень наносит художник-автор, в отличие от репродукционной литографии, где оригинал перерисовывает на камень мастер-литограф.

АВТОЛЫ [от авто(мобиль) и лат. ol(eum) - масло], см. Моторные масла.

АВТОМАТ (от греч. automates - самодействующий), 1) самостоятельно действующее устройство (или совокупность устройств), выполняющее по заданной программе без непосредственного участия человека процессы получения, преобразования, передачи и использования энергии, материала и информации. А. применяются для повышения произво-дительности и облегчения труда человека, для освобождения его от работы в труднодоступных или опасных для Жизни условиях.

Самодействующие устройства известны были ещё в глубокой древности. С их помощью жрецы создавали у слепо верующих людей представления очудесах, якобы творимых божественной силой.

В эпоху античности и в ср. века неоднократно создавались устройства, имитирующие движения живых существ без видимого участия движущей силы. Прак-тич. значения такиеавтоматы; не имели, но, оставаясь занимательными игрушками, они оказались своего рода предшественниками совр. А. Существенно повлияло на развитие А. изобретение часов с пружинным приводом (П. Хен-лейн в Германии, 16 в.) и особенно маятниковых часов (X. Гюйгенс в Голландии, 1657), в которых впервые использовались принципы и отд. механизмы, получившие впоследствии широкое применение в А.

Однако первое пром. использование А. относится к 18 в.- периоду пром. революции, когда средства труда приобрели такую материальную форму существования, к-рая обусловила замену чело-веч, силы силами природного происхождения и рутинных приёмов в организации труда сознательным использованием накопленного опыта.

К автоматич. устройствам этого времени, имевшим в осн. экспериментальный характер, относятся: в России - автоматич. суппорт Андрея Нартова для токарно-копировальных станков (20-е гг. 18 в.), поплавковый регулятор уровня воды в котле И. И. Ползу нова (1765), в Англии - центробежный регулятор Дж. Уатта (1784), во Франции - ткацкий станок с программным управлением от перфокарт для выработки крупноузорчатых тканей Ж. Жаккара (1808) и др.

Автоматич. устройства 18-19 вв. основывались на принципах и методах клас-сич. механики. Развитие электротехники, практич. использование электричества в воен. деле, связи и на транспорте привели к ряду открытий и изобретений, послуживших научной и технич. базой для новых типов А., действующих при помощи электричества. Важное значение имели работы русских учёных: изобретение П. Л. Шиллингом магнитоэлектрич. реле (1830) - одного из осн. элементов электроавтоматики, разработка Ф. М. Ба-люкевичем, В. М. Тагайчиковым и др. в 80-х гг. 19 в. ряда устройств автоматич. сигнализации на ж.-д. транспорте, создание С. М. Апостоловым-Бердичевским совместно с М. Ф. Фрейденбергом первой в мире автоматической телефонной станции (1893-95) и мн. др.

Возникновение новой самостоятельной области науки и техники - электроники, привело к появлению принципиально новых электронных автоматич. устройств и целых комплексов от электронного реле до управляющих вычислительных машин. По мере развития А. расширялись их возможности и области применения.

Из механизмов, выполнявших одну к.-л. функцию без прямого участия человека, А. превратились в сложные автоматич. устройства, успешно выполняющие функции контроля, регулирования и управления (см. Автоматическое управление). Вместо отдельных А. стали применяться, особенно в пром-сти, энергетике и космонавтике, автоматич. комплексы, часто с использованием электронных вычислит, машин (см. Автоматическая линия. Автооператор гидроэлектростанции).

Конструкция, схема и принцип действия А. в значит, мере определяются его назначением, условиями работы, видом используемой энергии и способом задания программы. Различают А.: технологические (напр., литейный автомат, котлетный автомат, металлорежущие станки-автоматы, различные автоматизированные агрегаты и т. д.), энергетические (автоматич. приборы и устройства энергосистем, электрич. машин, элект-рич. сетей и т. д.), транспортные (напр., автомашинист, автостоп), счётно-решающие, в т. ч. вычислительные машины, торговые (пищеприготовительный автомат, магазин-автомат и др.), военные (напр., системы наведения и автоматическое оружие), бытовые автоматы и др.

В зависимости от условий работы и вида используемой энергии существуют А., включающие механич., гидравлич., электрич. (электронные), пневматич., комбинированные, напр. пневмо-электрич. устройства, а также А., действие к-рых основано на использовании энергии взрыва (напр., пистолет-пулемёт).

Последовательность всех рабочих и вспомогат. операций, выполняемых А., наз. рабочим циклом. Автоматизированные устройства, у к-рых рабочий цикл прерывается и для его повторения требуется обязательное вмешательство человека, наз. полуавтоматами. В общем случае рабочий цикл А. определяется программой, к-рая задаётся в конструкции А., либо извне с помощью перфорац. карт или др. к.-л. носителей информации, либо с помощью копировальных или моделирующих устройств. Напр., программа действия наручных часов определяется конструкцией спускового механизма и маятника, получающих в большинстве случаев энергию от заводной пружины. В металлорежущем копировальном станке программа задаётся с помощью копира. Автоматич. выключатели электрич. сети срабатывают при выходе за установленные пределы значений силы электрич. тока, напряжения или частоты. В А. по продаже розничных товаров при опускании денег включается устройство, подсчитывающее полученную сумму, последняя сравнивается с установленной ценой на продаваемый товар и при их соответствии срабатывает устройство, выдающее или разрешающее выдачу покупки. В этом случае А. не только заменяют труд продавца по выдаче товара покупателю, но и освобождают его от расчётов, связанных с оплатой товара. А., аналогичные приведённым, как правило, узкоспециализированны, обладают высокой производительностью, однако изменение их рабочих циклов обычно связано с трудоёмкой переналадкой или совсем невозможно.

Программа А., заданная с помощью перфокарт, магнитных лент и т. д., мало связана с его структурой и конструкцией, что обеспечивает универсальность А. (напр., металлорежущие, ткацкие, поли-графич. станки с программным управлением, автодиспетчер и автомашинист, электронные вычислит, машины, космические летательные аппараты). Получают широкое распространение А., способные запоминать и обобщать опыт своей работы и целесообразно его использовать в соответствии с изменяющимися условиями (см. Самонастраивающаяся система). В состав таких А. обязательно входят датчики и устройства обратной связи, блоки памяти, управления, самонастройки и др., что существенно усложняет их структуру и конструкцию. Однако при этом функциональные возможности А. обогащаются настолько, насколько это требуется для выполнения весьма сложных технологич. процессов и процессов управления, избавляя тем самым человека не только от тяжёлого физич. труда, но и упрощая его функции в сфере управления (см. Автоматизация управленческих работ, Автоматизация производства).

2) Одно из осн. понятий кибернетики; абстрактная модель технич. или биол. системы, перерабатывающая дискретную (цифровую) информацию дискретными временными тактами. Наиболее изучены конечные автоматы (см. Автоматов теория).

Лит. см. при статьях Автоматизация производства. Автоматическое управление, Автоматизация управленческих работ. Автоматическое оружие. Г. И. Белов.

АВТОМАТ (воен.), широко распространённое название пистолета-пулемёта.

АВТОМАТИЗАЦИИ СТЕПЕНЬ, коэффициент, характеризующий степень автоматизации машины или производства. А. с. машины подразделяется на цикловую, рабочую и эксплуатационную. Цикловая Л. с. определяется по формуле:

где -время работы машины; - время цикла. Рабочая А. с. рассчитывается по формуле:

где - время изготовления единицы продукции на данной машине без учёта потерь времени по организац. причинам и на естественные надобности; Т - время ручной работы человека, обслуживающего машину, приходящееся на одну деталь (складывается из времени, затрачиваемого на настройку машины перед началом работы, установку и снятие детали, измерение её при изготовлении, управление машиной, смену изношенного инструмента, регулировку и подналадку машины, удаление стружки и т. п.). Эксплуатационная А. с. определяется по формуле: , где -сумма времени работы машины за расчётный эксплуатационный период; -

расчётный эксплуатационный период работы машины (месяц, год). А. с. производства подразделяется на общую и комплексную. Общая А. с. выражается формулой: где - количество автоматизированного оборудования (на участке, в цехе, на з-де, в отрасли); N - общее количество оборудования. Комплексная А. с. определяется по формуле: где - количество машин, встроенных в автоматич. линии.

Цикловая А. с.- первичная ступень автоматизации произ-ва. Высшей степенью автоматизации является комплексная автоматизация произ-ва.

А.Е.Прокопович.

АВТОМАТИЗАЦИЯ ПРОГРАММИРОВАНИЯ, раздел программирования, разрабатывающий методы составления программ для электронных вычислительных машин (ЭВМ) с помощью самих ЭВМ. При применении А. п. программы записываются не на машинном языке, а в форме, более удобной для описания алгоритмов решения того или иного класса задач. В А. п. можно выделить два осн. направления работ, тесно друг с другом связанных. Первый - разработка универсальных и специализированных (т. е. предназначенных для решения каких-то определённых классов задач) языков программирования. Второй (иногда лишь его и имеют в виду, говоря об А. п.) - разработка методов выполнения на вычислит, машинах программ, записанных на языках программирования, и решение связанных с этим проблем. Применяемые в А. п. методы и возникающие здесь задачи зависят от особенностей ЭВМ и, в свою очередь, оказывают существенное влияние на дальнейшее развитие и совершенствование их структуры.

Лит.: Современное программирование. Сб. ст., пер. с англ., М., 1966; Жоголе в Е. Б., Трифонов Н. П., Курс программирования, 2 изд., М., 1967.

АВТОМАТИЗАЦИЯ ПРОИЗВОДСТВА, процесс в развитии машинного производства, при к-ром функции управления и контроля, ранее выполнявшиеся человеком, передаются приборам и автоматич. устройствам. А. п.- основа развития совр. промышленности, генеральное направление технич. прогресса. Цель А. п. заключается в повышении эффективности труда, улучшении качества выпускаемой продукции, в создании условий для оптимального использования всех ресурсов производства. Различают А. п.: частичную, комплексную и полную.

Частичная А. п., точнее - автоматизация отдельных производств, операций, осуществляется в тех случаях, когда управление процессами вследствие их сложности или скоротечности практически недоступно человеку и когда простые автоматич. устройства эффективно заменяют его. Частично автоматизируется, как правило, действующее производств, оборудование. По мере совершенствования средств автоматизации и расширения сферы их применения было установлено, что частичная автоматизация наиболее эффективна тогда, когда производств, оборудование разрабатывается сразу как автоматизированное. К частичной А. п. относится также автоматизация управленческих работ.

При комплексной А. п. участок, цех, завод, электростанция функционируют как единый взаимосвязанный автоматизированный комплекс. Комплексная А. п. охватывает все основные производственные функции предприятия, хозяйства, службы; она целесообразна лишь при высокоразвитом произ-ве на базе совершенной технологии и прогрессивных методов управления с применением надёжного производств, оборудования, действующего по заданной или самоорганизующейся программе. Функции человека при этом ограничиваются общим контролем и управлением работой комплекса.

Полная А. п.- высшая ступень автоматизации, к-рая предусматривает передачу всех функций управления и контроля комплексно-автоматизированным производством автоматич. системам управления (см. Автоматическое управление). Она проводится тогда, когда автоматизируемое производство рентабельно, устойчиво, его режимы практически неизменны, а возможные отклонения заранее могут быть учтены, а также в условиях недоступных или опасных для жизни и здоровья человека.

При определении степени автоматизации учитывают прежде всего её экономич. эффективность и целесообразность в условиях конкретного произ-ва. А. п. не означает безусловное полное вытеснение человека автоматами, но направленность его действий, характер его взаимоотношений с машиной изменяется; труд человека приобретает новую качеств, окраску, становится более сложным и содержательным. Центр тяжести в трудовой деятельности человека перемещается на технич. обслуживание машин-автоматов и на аналитически-распорядит. деятельность.

Работа одного человека становится такой же важной, как и работа целого подразделения (участка, цеха, лаборатории). Одновременно с изменением характера труда изменяется и содержание рабочей квалификации: упраздняются многие старые профессии, основанные на тяжёлом физич. труде, быстро растёт удельный вес научно-технич. работников, к-рые не только обеспечивают нормальное функционирование сложного оборудования, но и создают новые, более совершенные его виды.

А. п. является одним из осн. факторов современной научно-технической революции, открывающей перед человечеством беспрецедентные возможности преобразования природы, создания огромных материальных богатств, умножения творческих способностей человека. Однако капитализм, как было отмечено в основном документе международного Совещания коммунистических и рабочих партий (июнь 1969, Москва), использует эти возможности для увеличения прибылей и усиления эксплуатации трудящихся. Совершенная по форме А. п. в условиях капиталистич. общества по существу остаётся средством эксплуатации и направлена гл. обр. на максимальное использование оборудования и предметов труда в интересах монополистич. капитала, сохранения его господства.

Быстрое нервное изматывание людей, значит, отставание роста заработной платы от роста производительности труда и его интенсификации ведут к воспроизводству социальных антагонизмов, к порождению новых противоречий. Это прежде всего противоречие между необычайными возможностями, открываемыми научно-технич. революцией, и препятствиями, к-рые капитализм выдвигает на пути их использования в интересах всего общества, обращая большую часть открытий науки и огромные материальные ресурсы на военные цели, расточая национальные богатства. Возрастающее отчуждение рабочего, его подчинённое положение по отношению к машине-автомату, гнёт со стороны всей системы капиталистич. управления - всё это вызывает рост протеста трудящихся капиталистич. стран против А. п.

А. п. в социалистич. условиях - один из осн. методов развития нар. х-ва. Благодаря социалистич. характеру собственности, плановой организации произ-ва, активному участию работников физич. и умственного труда в руководстве и управлении х-вом становится реальным оптимальное использование возможностей, открывающихся в результате научно-технич. революции, для ускорения экономич. развития и наиболее полного удовлетворения потребностей всех членов общества. В СССР А. п. достигается не только высший экономич. эффект, создание обилия материальных и культурных ценностей общества, но и постепенное стирание различий между физич. и умственным трудом при полной занятости всех людей.

История развития А. п. Самодействующие устройства - прообразы совр. автоматов - появились в глубокой древности (см. Автомат). Однако в условиях мелкого кустарного и полукустарного произ-ва вплоть до 18 в. практич. применения они не получили и, оставаясь занимательными "игрушками", свидетельствовали лишь о высоком искусстве древних мастеров. Совершенствование орудий и приёмов труда, приспособление машин и механизмов для замены человека в производств, процессах вызвали в конце 18 в.- начале 19 в. резкий скачок уровня и масштабов произ-ва, известный как пром. революция 18-19 вв.

Пром. революция создала необходимые условия для механизации производства, в первую очередь прядильного, ткацкого, металло- и деревообрабатывающего. К. Маркс увидел в этом процессе принципиально новое направление технич. прогресса и подсказал переход от применения отдельных машин к "автоматич. системе машин", в к-рой за человеком остаются сознательные функции управления: человек становится рядом с процессом произ-ва в качестве его контролёра и регулировщика. Важнейшими изобретениями этого периода стали изобретения рус. механиком И. И. Пол-зуновым автоматич. регулятора питания парового котла (1765) и англ, изобретателем Дж. Уаттом центробежного регулятора скорости паровой машины (1784), ставшей после этого осн. источником меха-нич. энергии для привода станков, машин и механизмов.

С 60-х гг. 19 в., в связи с быстрым развитием железных дорог, стала очевидна необходимость автоматизации железнодорожного транспорта и прежде всего создания автоматич. приборов контроля скорости для обеспечения безопасности движения поездов (см. Железнодорожная автоматика и телемеханика). В России одними из первых изобретений в этом направлении были автоматич. указатель скорости инженера-механика С. Прауса (1868) и прибор для автоматич. регистрации скорости движения поезда, времени его прибытия, продолжительности остановки, времени отправления и местонахождения поезда, созданный инженером В. Зальманом и механиком О. Графтио (1878). О степени распространения автоматич. устройств в практике железнодорожного транспорта свидетельствует то, что на Московско-Брестской железной дороге уже в 1892 существовал отдел "механического контроля поездов".

Учение об автоматических устройствах до 19 в. замыкалось в рамки классич. прикладной механики, рассматривавшей их как обособленные механизмы. Основы науки об автоматическом управлении по существу впервые были изложены в статье англ, физика Дж. К. Максвелла "О регулировании" (1868) и труде рус. учёного И. А. Вышнеградского "О регуляторах прямого действия" (1877), в к-ром впервые регулятор и машина рассматривались как единая система. А. Стодола, Я. И. Грдина и Н. Е. Жуковский, развивая эти работы, дали систематич. изложение теории автоматич. регулирования.

С появлением механич. источников электрич. энергии - электромашинных генераторов постоянного и переменного тока (динамомашин, альтернаторов) - и электродвигателей оказалась возможной централизов. выработка энергии, передача её на значит, расстояния и дифференцированное использование на местах потребления. Тогда же возникла необходимость в автоматич. стабилизации напряжения генераторов, без которой их пром. применение было ограниченным. Лишь после изобретения регуляторов напряжения с нач. 20 в. электроэнергия стала использоваться для привода производств, оборудования. Наряду с паровыми машинами, энергия к-рых распределялась трансмиссионными валами и ремёнными передачами по станкам, постепенно распространялся и электропривод, вначале вытеснивший паровые машины для вращения трансмиссий, а затем получивший и индивидуальное применение, т. е. станки начали оснащать индивидуальными электродвигателями.

Переход от центрального трансмиссионного привода к индивидуальному в 20-х гг. 20 в. чрезвычайно расширил возможности совершенствования технологи механич. обработки и повышения экономич. эффекта. Простота и надёжность индивидуального электропривода позволили механизировать не только энергетику станков, но и управление ими. На этой основе возникли и получили развитие разнообразные станки-автоматы, многопозиционные агрегатные станки и автоматические линии. Широкое применение автоматизированного электропривода в 30-е гг. 20 в. не только способствовало механизации мн. отраслей пром-сти, но по существу положило Начало современной А. п. Тогда же возник и сам термин "А. п.".

В СССР освоение автоматизированных средств управления и регулирования производств, процессов началось одновременно с созданием тяжёлой пром-сти и машиностроения и проводилось в соответствии с решениями Коммунистич. партии и Сов. правительства об индустриализации и механизации произ-ва. В 1930 по инициативе Г. М. Кржижановского в Глав-внергоцентре ВСНХ СССР был организован комитет по автоматике для руководства работами по автоматизации в энергетике. В правлении Всесоюзного элект-ротехнич. объединения (ВЭО) в 1932 было создано бюро автоматизации и механизации заводов электропромышленности. Началось применение автоматизиров. оборудования в тяжёлой, лёгкой и пищ. пром-сти, совершенствовалась транспортная автоматика. В спец. машиностроении наряду с отд. автоматами были введены в действие конвейеры с принудит, ритмом движения. Организовано Всесоюзное объединение точной индустрии (ВОТИ) по произ-ву и монтажу приборов контроля и регулирования.

В н.-и. ин-тах энергетики, металлургии, химии, машиностроения, коммунального х-ва создавались лаборатории автоматики. Проводились отраслевые и всесоюзные совещания и конференции по перспективам её применения. Начались технико-экономич. исследования значения А. п. для развития пром-с