загляните на купон-скидку или справочники: окна kbe, окна veka, окна rehau, остекление балкона, остекление лоджии, изготовление окон, монтаж окон, остекление, производство окон, металлопластиковые окна, окна пвх, пластиковые окна, установка окон, стеклопакеты и евроокна.



ВСЁ О СТРОИТЕЛЬСТВЕ, ЖЕЛЕЗОБЕТОНЕ, БЕТОНЕ, АРХИТЕКТУРЕ И НЕ ТОЛЬКО...:
ОПРЕДЕЛЕНИЯ:

АСФАЛЬТИРОВАНИЕ, устройство асфальтобетонных покрытий на автомобильных дорогах, улицах, аэродромах и т. п. путём укладки и уплотнения асфальтобетонной смеси по предварительно подготовленному основанию. В зависимости от назначения покрытия асфальтобетонную смесь (асфальтобетон) укладывают в один или два слоя на основание из щебня, гравия (нежёсткое основание) или бетона (жёсткое основание). Нижний слой толщиной 4-5 см устраивают из крупно- или среднезерни-стой смеси с остаточной пористостью 5-10% ; верхний слой толщиной 3-4 см-из средне- или мелкозернистой смеси (остаточная пористость 3-5%). При тяжёлых нагрузках и интенсивном движении транспорта покрытия устраивают 3-4-слойными общей толщиной 12-15 см. АСФАЛЬТИРОВАНИЕ начинается с очистки основания от пыли и грязи механич. дорожными щётками и поливомоечными машинами, исправления неровностей основания, обработки его поверхности жидким битумом или битумной эмульсией. Асфальтобетонная смесь приготовляется в асфальтобетоно-смесителях на стационарных или полустационарных заводах (установках), доставляется на место автомобилями-самосвалами и загружается в приёмный бункер асфалътобетоноукладчика, к-рый укладывает, разравнивает и предварительно уплотняет смесь. Окончат. уплотнение осуществляется катками дорожными. .


КОММУНАЛЬНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО, отрасль строительства, занятая сооружением объектов, связанных с обслуживанием жителей городов, посёлков городского типа, районных сельских центров и населённых пунктов сельской местности. В числе этих объектов: системы водоснабжения и канализации с очистными сооружениями и сетями; сооружения городского электрического транспорта с путевым, энергетическим хозяйством, депо и ремонтными предприятиями; сети газоснабжения и теплоснабжения с распределительными пунктами, районными и квартальными котельными; электрические сети и устройства напряжением ниже 35 кв; гостиницы; городские гидротехнические сооружения; объекты внешнего благоустройства населённых мест, озеленения, дороги, мосты, путепроводы, ливнестоки; предприятия санитарной очистки, мусороперерабатывающие и др. Планомерное развитие КОММУНАЛЬНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА в СССР началось ещё в 1-й пятилетке и осуществлялось нарастающими темпами до начала Великой Отечеств, войны 1941-45. В годы 4-й пятилетки (1946-50) проводились работы по восстановлению объектов коммунального назначения, разрушенных во время нем.-фаш. оккупации. В последующие годы КОММУНАЛЬНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО велось высокими темпами в связи с бурным развитием промышленности, культуры, увеличением численности городов и посёлков городского типа .
ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО, теория и практика планировки и застройки городов (см. Город). ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО определяют социальный строй, уровень развития производственных сил, науки и культуры, природно-климатичие условия и национальные особенности страны. ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО охватывает сложный комплекс социально-экономических, строительно-технических, архитектурно-художественных, а также санитарно-гигиенических проблем. Общим для ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО досоциалистических формаций является большее или меньшее влияние на него частной собственности на землю и недвижимое имущество..
ЗЕЛЁНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО, составная часть современного градостроительства. Городские парки, сады, скверы, бульвары, загородные парки (лесопарки, лугопарки, гидропарки, исторические, этнографические, мемориальные), национальные парки, народные парки, тесно связанные с планировочной структурой города, являются необходимым элементом общегородского ландшафта. Они способствуют образованию благоприятной в санитарно-гигиеническом отношении среды, частично определяют функциональную организацию городских территорий, служат местами массового отдыха трудящихся и содействуют художественной выразительности архитектурых ансамблей. При разработке проектов садов и парков учитывают динамику роста деревьев, состояние и расцветку их крон в зависимости от времени года.

Главная страница
Поиск по сайту
Оглавление страниц

Объяснение слов: словарь, справочник, информация. Строительство, экономика, промышленность - все сферы жизни: от А до Г, от Г до П и от П до Я

олосисто-плодный (A. dasycarpa) с пурпурно- Абрпкос: 1-ветка с плодами; 2-продольный разрез плода. красными или фиолетово-чёрными бархатно-опушёнными кисловатыми съедобными плодами, имеет культурные сорта: Тлор циран, Александрийский чёрный, Ольхрод и др. Лучше всего А. растёт на освещённых, хорошо аэрируемых и дренированных склонах с лёгкими (супесчаными, суглинистыми и песчаными), а также каменистыми почвами; тяжёлые глинистые и засоленные почвы для культуры А. непригодны. Застойные грунтовые воды при близком их залеганий вредно сказываются на корневой системе. В плодоношение А. вступает рано-на 3-4-й год после прививки. А. культивируется в Сев. Индии, Иране, Китае, Сев. и Юж. Африке, Юж. Европе, Сев. Америке и Австралии; в СССР-в Ср. Азии, Закавказье и на юге Европ. части страны. Плоды А. содержат от 4 до 20% Сахаров, яблочную, лимонную и др. кислоты, 0, 38-1, 27% пектиновых веществ, до 10 мг% каротина, в семенах 29-58% жира. Потребляются в свежем, сушёном (кайса, курага, урюк) и консервированном виде (компот, сок, варенье). В СССР А. используют для посадки в полезащитных лесных полосах и в качестве подвоя для персика. В р-нах с благоприятным климатом А. плодоносит ежегодно, давая урожай 8-12 га с 1 га и больше. Важнейшие сорта А. в СССР: Краснощёкий, Ананасный, Красный партизан и др. (Европ. часть); Хурмаи, Субханы, Исфарак, Курсадык и др. (Ср. Азия): Шалах, Сатени и др. (Закавказье). Особый интерес представляют сорта (Товарищ, Лучший мичуринский, Выносливый и др. ) с повышенной морозостойкостью, что позволяет продвинуть культуру А. в более сев. районы страны. В пром. культуре А. размножают прививкой на диком А. и алыче, реже семенами. Деревья А. высаживают на расстояний 6-8 м в ряду при междурядье 8 м. Лучшая форма кроны-улучшенная вазообразная или безъярусная с высотой штамба 50-80 см (см. Формирование плодовых деревьев). На молодых сильнорослых деревьях удаляют побеги, загущающие крону. Очень длинные и тонкие свешивающиеся боковые однолетние приросты укорачивают на '1з-21з их длины. У взрослых плодоносящих деревьев ежегодно укорачивают молодой прирост и прорезывают загущенные ветви (см. Обрезка плодовых и ягодных растений). Через каждые 3-4 года в абрикосовых садах вносят органич. и минеральные удобрения (в кг действующего в-ва на 1 га): фосфора-50-80, калия-10-15, азота-30-50. В засушливых р-нах, кроме осенних и весенних влагозарядковых поливов, проводят от двух (в Европ. части СССР) до шести (Ср. Азия) вегетац. поливов; норма полива для молодых садов 300-400 м31га, плодоносящих-500-700 л31гд. А. повреждается долгоносиками, златками, поражается серой гнилью, клястероспорио-зом, бактериальным раком.

П. Абрахаме. А. И. Абрикосов., А. Л. Абрикосов. В. А. Аванесов.
Лит. : Костина К. Ф., Абрикос, Л., 1936; Ш и т т П. Г., Абрикос, М., 1950; Ковалев Н. В., Абрикос, М., 1963.

АБРИКОСОВ Алексей Алексеевич (р. 25. 6. 1928), сов. физик-теоретик, чл. -корр. АН СССР (1964). В 1948 окончил Моск. ун-т. В 1948-65 работал в Ин-те физич. проблем, с 1965 в Ин-те теоретич. физики АН СССР. Проф. Моск. ун-та с 1965. Работы в области сверхпроводимости, теорий полуметаллов, статистич. физики, квантовой электродинамики, теорий плазмы, астрофизики. Ленинская пр. (1966) за разработку теорий сверхпро-водящих сплавов и свойств сверхпроводников в сильных магнитн. полях (совм. с Л. П. Горьковым и В. Л. Гинзбургом).

С о ч. : Методы квантовой теорий поля в статистической физике, М., 1962 (совм. с Л. П. Горьковым и И. Е. Дзялошинским); О магнитных свойствах сверхпроводников второй группы, Журнал экспериментальной и теоретической физики, 1957, т. 32, в. 6, с. 1442; Теория электронного энергетического спектра металлов с решёткой типа висмута, там же, 1962, т. 43, в. 3, с. 1089 (совм. с Л. А. Фальковским); On the quantum theory fields, Nuovo cimento, 1956, Suppl. al v. 3, ser. 10, p. 80 (совм. с Л. Д. Ландау и И. М. Халатниковым).

АБРИКОСОВ Алексей Иванович [6(18). 1. 1875- 9. 4. 1955], советский патологоанатом, акад. АН СССР (1939) и АМН СССР (1944), Герой Социалистического Труда (1945). Чл. КПСС с 1939. В 1899 окончил Московский университет. С 1920 и до 1953 проф. мед. ф-та Моск. ун-та (с 1930-1-й Моск. мед. ин-т). В 1944-51 директор Ин-та норм, и пато-логич. морфологий АМН СССР. Организатор и с 1938 почётный пред. Моск. об-ва патологов. Гл. труды посвящены туберкулёзу лёгких, патологич. анатомий симпатич. нервных узлов, мышечным опухолям, морфологий аллергий и др. Чл. -корр. Польской АН. Гос. пр. СССР (1942). Награждён 2 орденами Ленина и орденом Трудового Красного Знамени.

Соч. : О первых анатомических изменениях в лёгких при начале лёгочного туберкулёза, М., 1904; Частная патологическая анатомия, 2 изд., вып. 1-2, М. - Л., 1947; Основы общей патологической анатомии, 9 изд., М., 1949; Основы частной патологической анатомии, 4 изд., М., 1950.

Jlum. j Струков А. И., Академик Алексей Иванович Абрикосов. Библиография, М., 1951; Дав ы до век и и И. В., Алексей Иванович Абрикосов, Вестник АМН СССР, 1955, № 2.

АБРИКОСОВ Андрей Львович [р. 1(14). 11. 1906], актёр, нар. арт. СССР (1968). Чл. КПСС с 1950. Сценич. деятельность начал в 1926. В 1931-37 актёр Реали-стич. театра (Москва), сыграл здесь роли Отелло ( Отелло Шекспира), Громова ( Аристократы Погодина) и др. С 1938 в Театре им. Вахтангова. Роли: Семён Котко ( Я сын трудового народа В. Катаева), генерал Огнев ( Фронт Корнейчука), Игнат Гордеев ( Фома Гордеев по Горькому), Рагозин ( Кирилл Извеков Федина и Месхетели).

В кино дебютировал в роли Григория Мелехова в фильме Тихий Дон по Шолохову (1931), затем играл роли: Гаврила Олексич ( Александр Невский, 1938), Степан Разин (одноим. фильм, 1939), Фёдор Колычев ( Иван Грозный, 1945, 1958), Илья Муромец (одноим. фильм, 1956) и др. Гос. пр. СССР (1941). Награждён 2 орденами, а также медалями.

Лит. : Кузнецова Е., Андрей Абрикосов, М., 1939.

АБРИС (нем. Abrifi), линейное очертание предмета: 1) в репродукц. литографии-контур воспроизводимого изображения, наносимый спец. тушью на прозрачный материал-плюр (прозрачная бумага с клеевым слоем), кальку или желатиновую плёнку. При Bocnpoj изведений многоцветных изображений (см. Хромолитография) А., переведённый на неск. камней (по числу красок репродукции), помогает литографу достаточно точно перерисовать изображение. 2) Чертёж, сделанный от руки при производстве в поле геодезич. съёмки, с указанием промеров.

АБРОГАЦИЯ (лат. аbrogatio), отмена устаревшего закона либо в силу его бесполезности, либо если он противоречит духу и нравам времени. А. объявляется новым законом. Термин А. заимствован из рим. права. Различают: собственно А. -полную отмену старого закона новым, дерогацию-частичную отмену старого закона, оброгацию- внесение необходимых изменений в старый закон и суброгацию-дополнение старого закона.

АБРОСИМОВ Павел Васильевич [14 (27). 12. 1900, Коренная Пустынь, ныне с. Свобода в Курской обл., -21. 3. 1961, Москва], советский архитектор. Чл. КПСС с 1944. Учился в ленингр. АХ (1923-1928) у И. А. Фомина и В. А. Щуко. В 1955-61 отвегств. секретарь Союза архитекторов СССР, с 1957 чл. исполнит, к-та Междунар. союза архитекторов. Работы (соавтор): жилой дом на пл. Революций в Ленинграде (1928-32), Дом Сов. Мин. УССР в Киеве (1934-38), высотное здание Моск. ун-та (1949-53; Гос. пр. СССР, 1949). Награждён 2 орденами, а также медалями.

Лит. : Пекарева Н. А., Шевелёв А. П., Творческий путь П. В. Абросимова. Изв. Акад. строительства н архитектуры СССР, 1961, № 2.

"АБРСКИЛ", абхазский героич. эпос о богатыре-богоборце Абрскиле. Герой эпоса - носитель добра и справедливости, борец за счастье народа. По легенде, он не поклонялся богу, за что тот приказал ангелам приковать его в пещере. Начиная с 70-х гг. 19 в. записано и опубл. на рус. яз. неск. вариантов эпоса. Известны записи А. Иоакимова (1873), И. Лихачёва (1887), В. Гарцкия (1892).
Лит.: Бгажба X. С., Об абхазском героическом эпосе, в сб.: Вопросы изучения эпоса народов СССР, М., 1958.

АБРУЙ, предводитель восстания в 80-х гг. 6 в. беднейших слоев населения на терр. нижнего Согда (совр. Бухарская обл.) против местной землевладельч. и торг, аристократии. Захватив Пайкенд, А., по словам Наршахи, "стал жестоко править этой областью". Мн. дехкане (здесь - представители высшей феод, знати) и богатые купцы бежали в Семиречье и обратились за помощью к правителю тюрков Кара-Чурину, войска которого разгромили восстание ок. 585. А. был казнён.
Лит.: Толстов С. П., Древний Хорезм, М.,,1948. с. 248 - 80.

АБРУПТИВ (от лат. abruptus - резкий, отрывистый), смычный согласный звук, при произнесении к-рого в гортани между связками образуется смычка. При произнесении А. может образовываться либо щель между органами артикуляции, либо дополнит, смычка. Напр., в кавк. языках к1, гl, xl, пl, т1, ц1. ч1, ш1.

АБРУЦЦИ (Abruzzi), область в Италии, в центр, части Апеннинского п-ова. Пл. 10 794 км2. Нас. 1220 тыс. чел. (1966). Административно разделена на провинции Л 'Акуила, Кьети, Пескара, Терамо. Гл. город - Л' Акуила. Большая часть области занята Абруццкими горами выcотой до 2914 м (массив Гран-Сассо-д'Италия) и их предгорьями (500-600 м), переходящими на В. в неширокую холмистую равнину-полосу побережья Адриатич. м. Реки-Вомано и Пескара, стекающие с гор, расчленяют местность на параллельные гряды. Средиземноморские климат и растительность. Местами заросли дуба и сосны. Область аграрная. Высока доля используемых в с. х-ве земель; обрабатывается ок. 50% всей площади А. -под пашней св. 500 тыс. га. На адриатич. побережье, в орошаемых мсжгорных котловинах, местами на склонах гор возделываются зерновые, гл. обр. пшеница, кукуруза, овёс, а также сах. свёкла, картофель. Субтропич. садоводство и плодоводство: олива, виноград, цитрусовые и др. На горных пастбищах выпас овец (св. 0, 5 млн. голов в 1964). Рыболовство. Пром-сть связана с переработкой с. -х. продукций (виноделие, произ-во оливкового масла, табака) и обслуживанием с. х-ва. Хим. (г. Бусси) и машиностроит. (г. Пескара) предприятия. Произ-во электронного оборудования (Л 'Акуила, Суль-мона). Производство электроэнергий 2, 5 млрд. квт-ч (1966), в т. ч. на ГЭС 2, 3 млрд. квт-ч.

АБРУЦЦИ-Э-МОЛИЗЕ прежнее назв. области в Италии. После 1965 административно разделена на 2 области: Абруцци и Молизе.

АБРУЦЦКИЕ АПЕННИНЫ Абруццы (итал. Appennino Abruzzese, от лат. abruptus-обрывистый), наиболее высокая и широкая часть Апеннинских гор в Италии, между pp. Тронто и Санг-ро. Дл; более 100 км. Состоят из неск. массивов, сложенных гл. образом мезозойскими известняками: Гран-Сассо-д'Италия с вершиной Корно, 2914 м (наиболее высокая на Апеннинском п-ове), Маелла и др. Карст. Склоны гор обрывистые, расчленены ущельями. Яркие следы четвертич. оледенения. Имеется небольшой ледник. Преим. кустарниковая растительность. Нац. парк Абруццы. А. А. пересечены трансапеннинской ж. д.

АБСАЛОН (Absalon) (ок. 1128-21. 3. 1201), датский гос. и церк. деятель, архиепископ Лундский (глава дат. церкви) с 1177. Оказывал решающее влияние на дат. политику при Вальдемаре I и Кнуде VI. Принимал личное участие в за-воеват. походах против славян (вендов). Лит. : О 1 г i k H. Т., Absalon, t. 1-2, Kbh., 1908-09.

АБСАЛЯMOB Абдурахман Сафиевич (р. 28. 12. 1911, с. Старо-Аллагулово, ныне Ковылкинский р-н Морд. АССР), татарский советский писатель. Чл. КПСС с 1943. Окончил Лит. ин-т им. М. Горького в Москве (1940). В 1941 вышел сб. рассказов Солнце счастья. Героич. подвигам сов. воинов посвящены очерки и рассказы, повесть Белые ночи (1947), романы Орлята (1949), Газинур (1953). Роман Вечный человек (1960) повествует о жизни и борьбе узников концлагеря Бухенвальд. В романах Огонь неугасимый (1958), Белые цветы (1965) созданы образы современников. А. - деп. Верх. Совета СССР 6-го созыва. Награждён орденом Ленина, 2 др. орденами, а также медалью.

Соч. : Дустым мехэббэте, Казан, 1960; Ак чзчэклэр, Казан, 1965; Сайланма эсэрлэр. 6 томда, т. 1-2, Казан, 1968; в рус. пер. - Орлята, М., 1957; Огонь неугасимый, Каз., 1967; Вечный человек, М., 1964.

Лит. : Гайнуллин М., Сунмэс утлар, Совет эдэбияты, 1959, № 4; Арамилев И., Орлята становятся орлами, Новый мир, 1953, № 2; Василевский В., Талант и мастерство, Дружба народов, 1954, № 5. М. Гайнуллин.

АБСАНС (от франц. absence, букв. - отсутствие), внезапное и кратковрем. помрачение сознания. Во время А. больной как будто замирает, на вопросы не отвечает, речь обрывается, точно больной забыл, о чём говорил, вещь, находившаяся у него в руках, вываливается. Через неск. секунд норм, психич. деятельность восстанавливается, а об А. воспоминание отсутствует. А. - симптом эпилепсии. Лечение направлено на устранение осн. заболевания.

АБСАРОКА (Absaroca), горный хребет в Скалистых горах США. Дл. ок. 300 км. Вые. до 400У м (г. Франкс-Пик). Сложен в осевой части докембрийскими кристал-лич. породами, по краям-палеозойскими осадочными. Вершинная часть сильно расчленена троговыми долинами, цирками. На склонах до вые. 2800 м хвойный лес, выше альп. луга.

АБСЕНТЕИЗМ (от лат. absentia-отсутствие), уклонение избирателей от участия в голосований при выборах представит, органов или должностных лиц. А. - явление, широко распространённое в бурж. roc-вах (напр., в США в выборах обычно не участвует ок. 40% избирателей). Для того чтобы избежать А., во мн. странах (в Италии, Бельгии, Греции, Австрий и др. ) введено обязат. голосование: отказ от участия в выборах наказывается штрафом и даже тюремным заключением.

В практике социалистич. стран А. отсутствует: обычно все или почти все избиратели принимают участие в выборах.

АБСЕНТЕИЗМ земледельческий, форма землевладения, при к-рой земля, как условие произ-ва, отделена от землевладельца. Собственник земли, не принимая участия в процессе произ-ва, получает ден. доход. А. возникает при разложений феодализма с появлением товарно-ден. отношений, большое соци-ально-экономич. значение приобретает при капитализме и особенно в эпоху империализма. Развитие А. в этих условиях связано, во-первых, с отделением зем. собственности от земли как средства произ-ва (когда зем. собственность превращается в простой титул, приносящий ренту); во-вторых, с отделением капитала-собственности от капитала-функции, когда отсутствующий собственник земли и капитала нанимает для управления своим х-вом управляющего и получает и ренту и прибыль. В обоих случаях абсентеист получает нетрудовой доход, к-рый является источником его парази-тич. существования. Тем самым зем. доходы отвлекаются из сферы с. -х. произ-ва, что являлось одной из причин длит, отставания с. х-ва от др. отраслей капиталистич. экономики. В США, напр., уд. вес земли, сдаваемой в аренду абсентеистами, составляет 213 всей сдаваемой в аренду зем. площади. В 1963 на долю абсентеистов приходилось 69% всей суммы арендной платы. Огромное значение А. имеет в странах Лат. Америки, Азии, Африки, где он органически связан со всей совокупностью феод, и полуфеод. отношений в области с. х-ва, с латифун-дизмом. В ряде стран Лат. Америки до 90% крупных зем. собственников-абсентеисты. Коммунистич. и рабочие партий многих стран в своих агр. программах выдвигают как первоочередную задачу экспроприацию земель, принадлежащих абсентеистам. Б. П. Кузнецов.

АБСИДА см. Апсида.

АБСОЛЮТИЗМ (от лат. absolutus-независимый, неограниченный), абсолютная монархия, последняя форма феодального государства, возникающая в период разложения феодализма и зарождения капиталистич. отношений. С формально-10ридич. точки зрения А. характеризуется тем, что глава гос-ва-монарх рассматривается как главный источник законодат. и исполнит, власти (последняя осуществляется зависимым от него аппаратом); он устанавливает налоги и распоряжается гос. финансами. При А. достигается наибольшая (в условиях феодализма) степень гос. централизации, создаётся разветвлённый бюрократич. аппарат (судебный, налоговый и т. д. ), большая постоянная армия и полиция; деятельность типичных для сословной монархий органов сословного представительства или прекращается или теряет прежнее значение. Социальную опору А. составляет дворянство. В то же время гос-во приобретает при А. известную независимость от господств, дворянского класса, используя противоречия между ним и нарождавшейся буржуазией, ещё не претендующей на захват власти, но экономически достаточно сильной, чтобы противопоставлять свои интересы интересам феодалов. На определённом историч. этапе А. играл в основном прогрессивную роль, борясь с сепаратизмом Ф;Д- знати, подчиняя церковь гос-ву, уничтожая остатки политич. раздробленности и объективно содействуя т. о. экономич. единству страны, успешному развитию новых, капиталистич. отношений и процессу формирования наций и нац. гос-в. Абсолютная монархия, проводившая политику меркантилизма, ведшая торговые войны, прямо или косвенно содействовавшая процессу т. н. первонач. накопления, поддерживалась в этот период нарождавшейся буржуазией. Однако А. действовал на пользу буржуазий лишь постольку, поскольку это было в интересах дворянства. Последнее получало от успешного экономич. развития страны (к-рое на том этапе могло быть только капиталистическим) дополнит, доходы как в форме налоговых поступлений (централизованная феод, рента), колоссально возросших при А., так и непосредственно от оживления экономич. жизни. Новые экономич. ресурсы использовались А. также для укрепления воен. мощи феод, гос-ва-в целях подавления нар. движений (к-рые приобрели в этот период большой размах) и осуществления воен. экспансии. Все черты, характерные (с различными модификациями) для А. в большинстве европ. стран, нашли наиболее законченное воплощение во Франции, где первые элементы А. появились в кон. 15-нач. 16 вв., а расцвет относится ко времени Ришельё (первого министра Людовика XIII в 1624-42) и особенно Лю-довика XIV [1643-1715]. Спецификой англ. А. (классич. период-правление Елизаветы Тюдор, 1558-1603) было сохранение парламента, слабость бюро-кратич. аппарата на местах, отсутствие лостоянной армии. В Испании, где в 16 в. элементы бурж. отношений не смогли развиться, А. фактически выродился в деспотию. В раздробленной Германий А. складывался не в общегосударственном масштабе, а в пределах отд. терр. княжеств (т. н. княжеский А. ). Во 2-й пол. 18 в. характерной формой А. в ряде стран Европы был т. н. просвещённый абсолютизм. Особенности А. в разных странах зависели во многом от соотношения сил дворянства и буржуазии, от степени влияния бурж. элементов на политику А. (в Германии, Австрийской монархии, Россий это влияние было значительно меньше, чем во Франций и особенно в Англии).

По мере укрепления капиталистич. уклада абсолютизм, осн. задачей к-рого оставалось сохранение устоев феод, порядка, постепенно утрачивал прогрессивный характер и становился тормозом дальнейшего развития капитализма. В Англии, Франций А. был уничтожен в ходе ранних бурж. революций 17-18 вв. В странах более замедленного капиталистам, развития, где буржуазия в страхе перед усиливавшимся пролетариатом шла на сделку с А., происходила постепенная трансформация феод. -абсолютистской монархий в монархию бурж. -помещичью (Германия, где полуабсолютистская монархия просуществовала вплоть до бурж. -демократич. Ноябрьской революций 1918; Россия, где А. был ликвидирован Февр. бурж. -демократич. революцией 1917).

Развитие форм феод, гос-ва в период позднего феодализма в странах Востока изучено недостаточно. В нек-рых странах

(Япония) эти формы были близки к европ. А. В ряде стран происходила, по-видимому, постепенная эволюция деспотий в сторону А., но ввиду замедленности здесь развития элементов капиталистич. отношений этот процесс происходил уже в новую ист. эпоху, что наложило существенный отпечаток на гос. развитие этих стран.

Лит. : Маркс К., Морализирующая критика и критизирующая мораль, Маркс К. иЭнгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 4, с. 306-314; его же, Революционная Испания, там же, т. 10, с. 431-432; Энгельс Ф., Происхождение семьи, частной собственности и государства, там же, т. 21, с. 171-72; Сказкин С. Д., Маркс и Энгельс о западно-европейском абсолютизме, Ученые записки МГПИ, кафедра исторического факультета, 1941, т. 3, в. 1; е г о ж е, Проблема абсолютизма в Западной Европе, в кн. : Из историй средневековой Европы, М., 1957; Поршнев Б. Ф., Народные восстания во Франций перед Фрондой (1623-1648), М. - Л., 1948; Люблинская А. Д., Французский абсолютизм в первой трети XVII в., М. - Л., 1965; её же, Новейшая буржуазная концепция абсолютной монархии, в сб, : Критика новейшей буржуазной историографии, М. - Л., 1961; Чи-стозвонов А. Н., Некоторые аспекты проблемы генезиса абсолютизма, Вопросы истории, 1968, № 5; Ардаше в П. Н., Абсолютная монархия на Западе, СПБ, 1902; Кареев Н. Н., Западноевропейская абсолютная монархия 16-18 вв., СПБ, 1908; Нагtung F., Mousnier R., Quelques problemes con-cernant la monarchie absolue, в кн. : Relazi-oni del X congresso Internazionale di Sci-enze Storiche, t. 4, Firenze, [1955]; Моlnar E., Les fondements economiques et sociaux de 1'absolutisme, в кн. : XII Congres International des Sciences Historiques. Rapports, t. 4, Wien, 1965. С. Д. Сказкин.

Абсолютизм в России. Становление А. в Россий (см. Самодержавие) представляло собой длительный процесс. Предпосылки возникновения А. наметились ещё со 2-й пол. 16 в. (усиление централизаций гос. управления, ликвидация остатков удельной раздробленности, ликвидация местничества; в дальнейшем-падение значения Боярской думы, отмирание Земских соборов и т. д. ), но окончательное оформление и превращение Россий в чиновничье-дворянскую монархию было в осн. завершено в 1-й четв. 18 в. Это нашло своё выражение в замене приказов коллегиями (возникновение бюрократич. централизованного гос. аппарата), созданий регулярной армии, полиции, окончательном подчинений церкви гос-ву и т. д. Немалую роль в становлений А. сыграло превращение Русского гос-ва в обширную Российскую империю.

А. в России, по сравнению с А. Зап. Европы, обладал рядом особенностей. К числу их относится слабость росс, буржуазии, порождённая многочисленными причинами (задержка в развитий городов в результате монг. -тат. нашествия, закрепощение осн. массы сел. и гор. населения, обусловившее медленное развитие капитализма и др. ), к-рые ставили её с самого момента возникновения в большую зависимость от гос-ва. Особенности рус. А. определялись и тем, что в России, в отличие от Зап. Европы, на протяжений всего 18 и 1-й пол. 19 вв. сохранялись крепостнический строй и политич. господство дворянства, могущество к-рого составляли крепостнические латифундий в Европ. России. Эти и ряд др. факторов привели к тому, что в Россий эволюция А. в сторону буржуазной монархий происходила весьма медленно. Ко времени февральской революций 1917 процесс этот не был ещё завершён.

Экономич. развитие страны вынуждало рус. А. идти на удовлетворение нек-рых нужд формирующейся буржуазии, но это были гл. обр. такие нужды, к-рые были выгодны самому дворянству и укрепляли его положение в стране (изменение системы обложения внутр. и внеш. торговли в сторону протекционизма и меркантилизма, поддержка пром. строительств и т. п. ). Объективно, однако, такая политика способствовала складыванию буржуазий как класса. Вместе с тем А. в Россий обладал, как отмечал В. И. Ленин, известной степенью независимости и способностью (в особенности с сер. 19 в. ) лавировать между противоречивыми интересами различных классов. Самодержавие держалось, писал В. И. Ленин, ... отчасти и неподвижностью массы крестьянства и мелких производителей вообще, отчасти балансированием между противоположными интересами, представляя собой, до известной степени, и самостоятельную политическую силу (Поли. собр. соч., 5 изд., т. 6, с. 363).

Под влиянием соц. -экономич. развития страны и революц. движения А. в Россий в 19-20 вв. сделал, по выражению В. И. Ленина, несколько шагов в сторону буржуазной монархии. Первым таким шагом, осуществлённым в условиях революц. ситуаций 1859-61, была крестьянская реформа 1861 и последующие бурж. реформы (земская, судебная, военная и др. ); вторым шагом, сделанным в результате революций 1905-07, была столыпинская аграрная реформа и создание Государственной думы, представлявшей собой союз царизма, крупных помещиков и верхов торг. -пром. буржуазии. При этом эволюция в сторону бурж. монархий имела весьма противоречивый характер (контрреформы 80-х гг. 19 в. и др. ). В условиях нарастания клас. противоречий и революц. движения в Россий в конце 19 в. и особенно в нач. 20 в. во всей политике А. усиливаются реакц. черты, стремление к бонапартизму. А. в Россий был свергнут Февральской буржуазно-демократической революцией 1917.

Вопрос об А. в Россий далеко ещё не изучен. До сих пор по ряду важнейших проблем (соц. -экономич. предпосылки, время перехода к А., его клас. природа и др. ) продолжаются споры среди сов. учёных. Так, по вопросу о причинах перехода к А. в Россий ряд историков считает, что этот переход был связан с обострением клас. борьбы широких нар. масс против класса феодалов. По мнению других историков, А. в России-продукт борьбы внутри господствующего класса, между феод, аристократией (боярством) и дворянством. Нет единства мнений и по вопросу о социальной природе рус. А. Наряду с бытующей среди учёных точкой зрения, что А. в Россий отражал интересы не только дворянства, но и нарождающейся буржуазии, часть историков считает характер происхождения и сущность рус. А. чисто феодальными. По-разному решается и ряд др. вопросов, связанных с проблемой русских формах' русского феодального государства до XIX в., Вопросы истории, 1950, № 1; Мавродин В. В., Некоторые вопросы эволюций русского самодержавия в XVII-XVIII вв., в сб. : Вопросы генезиса капитализма в России. Сб. ст., [Л. ], 1960; Дербов Л. А., В. И. Ленин о классовой сущности и основных этапах эволюций самодержавия в России, в сб. : Историографический сборник, [Саратов], 1962; Абсолютизм в Россий (XVII-XVIII вв. ), Сб. ст., М., 1964; Аврех А. Я., Русский абсолютизм и его роль в утверждений капитализма в России, История СССР, 1968, № 2; Черепнин Л. В., К вопросу о складываний абсолютной монархий в Россий (XVI-XVIII вв. ), М., 1968; Павлова-Сильванская М. П., К вопросу об особенностях абсолютизма в России, История СССР, 1968, № 4; Шапиро А. Л., Об абсолютизме в России, История СССР, 1968, № 5. С. М. Троицкий.

АБСОЛЮТНАЯ ВЕЛИЧИНА действительного числа равна этому числу, если оно положительно, равна противоположному числу, если оно отрицательно, и равна нулю, если число равно нулю. А. в. числа а обозначается |a|. Напр., | +5 | = |-5 |=5; | 0 |= 0. А. в. (или модуль) комплексного числа а + ib (где а и b действительны) равна положительному корню из a2+b2.

АБСОЛЮТНАЯ ВЛАЖНОСТЬ количество водяного пара в единице объёма воздуха. Выражается в г на м3 (см. также Влажность воздуха). А. в. в атмосфере колеблется от 0, 1-1, 0 г/м3 (зимой над материками, в полярных широтах) до 30 г/м3 и более (в экваториальной зоне).

АБСОЛЮТНАЯ ВЫСОТА абсолютная отметка (в геодезии), расстояние по вертикали от к. -л. точки на поверхности Земли до ср. уровня поверхности океана. Определяется нивелированием. В СССР А. в. исчисляется от нуля футштока в Кронштадте.

АБСОЛЮТНАЯ ГЕОМЕТРИЯ название совокупности геометрии, предложений, не зависящих от постулата о параллельных, т. е. общих для геометрий Евклида и Лобачевского (см. Евклидова геометрия, Лобачевского геометрия).

АБСОЛЮТНАЯ ЗВЁЗДНАЯ ВЕЛИЧИНА, мера, характеризующая светимость небесного светила. См. Звёздная величина.

АБСОЛЮТНАЯ И ОТНОСИТЕЛЬНАЯ ХРОНОЛОГИЯ (в археологии), см. Археологическая датировка.

АБСОЛЮТНАЯ ИДЕЯ одно из главных понятий в филос. системах объективного идеализма. Напр., в системе Гегеля понятие А. и. выражает высший синтез, первооснову всего сущего, а природа и дух выступают как различные формы существования А. и., как её инобытие и, следовательно, производны от неё (см., в частности, Соч., т. 5, М., 1937, с. 636-45). В неогегельянстве и абсолютном идеализме понятие А. и. не имеет столь широкого содержания и выражает лишь абсолютизированное мышление. См. Идеализм. Б. С. Раббот.

АБСОЛЮТНАЯ ИСТИНА см. в ст. Истина.

АБСОЛЮТНАЯ КОНСТРУКЦИЯ в грамматике, часть предложения определённого строения (по смыслу равная придаточному обстоятельственному предложению), ни один член к-рой не связан синтаксически с остальной частью предложения. Смысловое подлежащее выражается именем, смысловое сказуемое-согласованным с ним причастием (или тоже именем). А. к. требует для обоих своих членов определ. падежа (напр., в лат. - отложительного, в греч. - родительного, в старослав. - дательного, в санскр. - местного). Ср. лат. : Pythagoras, Tarquinio Superbo re-gnante (или Tarquinio Superbo rege) in Italiam venit. Пифагор приехал в Италию, когда царствовал Тарквиний Гордый (букв. Тарквинием Гордым царствующим или Тарквинием Гордым царём). А. К. Поливанова.

АБСОЛЮТНАЯ МОНАРХИЯ см. Абсолютизм, Монархия

АБСОЛЮТНАЯ ПРИБАВОЧНАЯ СТОИМОСТЬ см. в ст. Прибавочная стоимость.

АБСОЛЮТНАЯ РЕНТА форма капиталистич. земельной ренты. Представляет собой часть прибавочной стоимости, создаваемой с. -х. наёмными рабочими и присваиваемой землевладельцами в силу монополий частной собственности на землю. В отличие от дифференциальной ренты, А. р. не зависит от различий в плодородий и местоположений отдельных участков и производительности добавочных вложений капитала в один и тот же участок. Частные землевладельцы, располагая юридич. . правом собственности на землю, разрешают пользоваться своей землёй только за вознаграждение, к-рое они получают в виде арендной платы (см. Аренда земли). Зем. собственник взимает арендную плату с любого, даже самого худшего участка земли, если возникает потребность в его использовании. Арендатор, капиталистич. предприниматель, берущий землю в аренду, должен обеспечить не только среднюю прибыль, но и сверхприбыль, к-рая в виде А. р. передаётся землевладельцу и составляет часть арендной платы. Получение такой сверхприбыли возможно в с. х-ве потому, что органический состав капитала в с. х-ве ниже, чем в пром-сти, и, следовательно, доля живого труда, создающего прибавочную стоимость, и масса прибавочной стоимости в с. х-ве больше, чем в пром-сти. Поэтому в с. х-ве норма прибавочной стоимости выше, чем в пром-сти. Стоимость с. -х. продукций выше обществ, цены произ-ва (включающей издержки произ-ва плюс среднюю прибыль).

В разных отраслях пром-сти тоже возникают различные нормы прибыли в зависимости от различий в органич. строений капитала. Конкуренция между отраслями приводит к выравниванию прибыли и образованию средней нормы прибыли. Сверхприбыль, создаваемая в с. х-ве, не участвует в свободном процессе выравнивания прибылей. Этому мешает частная собственность на землю. Излишек прибавочной стоимости над средней прибылью в с. х-ве остаётся в той же отрасли. Т. о., часть прибавочной стоимости, созданной в с. х-ве, идёт арендатору в форме средней прибыли, определяемой размерами прибыли в пром-сти. Излишек над средней прибылью он отдаёт землевладельцу в виде земельной ренты. А. р. представляет собой разницу между общественной стоимостью с. -х. продукции, к-рая определяется условиями произ-ва на худших землях, и общественной ценой произ-ва.

А. р. как экономич. категория капиталистич. способа произ-ва выражает производств, отношения трёх осн. Классов капиталистич. общества: землевладельцев, капиталистов-предпринимателей в с. х-ве и наёмных с. -х. рабочих. Поскольку А. р. взимается с каждого, даже самого худшего участка земли, а рыночная цена определяется стоимостью, сложившейся на худшем участке земли, то она становится причиной повышенных цен на с. -х. товары, потребляемые всем обществом. Таким образом, А. р. является данью всего общества частному землевладению. За этот счёт существует паразитич. класс зем. собственников. Удорожая с. -х. продукты, А. р. прежде всего ложится тяжёлым бременем на плечи трудящихся.

Под воздействием технич. прогресса происходит постепенное сближение органич. состава капитала в пром-сти иве. х-ве, а в нек-рых отраслях с. х-во по органич. строению капитала опережает пром-сть. На этой основе возникает тенденция к снижению нормы и массы А. р. в странах развитого капитализма. Но в совр. условиях роль монополий частной собственности на землю ещё очень сильна; она не утратила своего экономического значения.

С победой социализма А. р. уничтожается, т. к. ликвидируется монополия крупной частной собственности на землю.

Лит. см. при ст. Земельная рента.

В. И. Сторожев.

АБСОЛЮТНАЯ СХОДИМОСТЬ (в математике), вид сходимости рядов и интегралов. Числовой ряд u1 + u2 +... ...+ un +... наз. абсолютно сходящимся, если сходится ряд из абс. величин его членов[t0027-1.jpg] Понятия А. с. и условной сходимости выкристаллизовались в трудах О. Коши (1833), П. Дирихле (1837) и Б. Римана (1853, опубл. 1864) по обоснованию матем. анализа. Свойства абсолютно сходящихся рядов аналогичны свойствам конечных сумм; всякий абсолютно сходящийся ряд сходится и его сумма не зависит от порядка членов ряда; для условно сходящихся рядов последнее свойство не имеет места. Абсолютно сходящиеся ряды образуют кольцо по сложению и почленному умножению. Аналогично определяется А. с. несобственных интегралов.

Если, наряду с [t0027-2.jpg] сходится[t0027-3.jpg] то I наз. абсолютно сходящимся.

С. Б. Стечкин.

 
0104.htm
 АВИАЦИОННАЯ БОМБА, один из видов авиац. боеприпасов, сбрасываемых с самолёта или др. летат. аппарата для поражения наземных, мор. и возд. целей. А. б. спец. конструкции используются для постановки дымовых завес, освещения местности и выполнения др. вспомо-гат. задач.

[01-PAKET_04-2.jpg]

Авиационная бомба: 1 -корпус; 2 -подвесные ушки; 3 - снаряжение; 4 - стабилизатор; 5 - баллистическое кольцо.



А. б. (см. рис.) состоит из корпуса, снаряжения, подвесных ушков, стабилизатора и баллистич. кольца. Стабилизатор и баллистич. кольцо обеспечивают устойчивый полёт бомбы в воздухе после сбрасывания. Бомбы, предназначенные для сбрасывания с малых высот, имеют тормозные устройства (парашюты и др.), к-рые уменьшают скорость полёта бомб, благодаря чему они отстают от бомбардировщика на расстояние, необходимое для его безопасности. При подготовке А. б. к боевому применению в них устанавливаются один или неск. взрывателей, к-рые приводят в действие снаряжение - заряд взрывчатого вещества или пиротехнич. состав (зажигательный, осветительный и др.). Ударные взрыватели вызывают действие А. о. в момент удара в преграду или через нек-рое время - от долейсекунды до неск. часов и даже суток. Дистанц. взрыватели приводят бомбы в действие в воздухе через определённое время после сбрасывания, а неконтактные - на заданной высоте от земли. Ниже приводятся характеристики типов А. б.

Фугасные А. б.- наиболее распространённый тип бомб; они поражают объекты фугасным действием взрыва и применяются для разрушения воен.-пром. сооружений, складов, аэродромов, мостов, ж.-д. узлов и др. целей, их масса от 50 кг до 10 т. Фугасные А. б. с толстостенным корпусом в армии США наз. полубронебойными бомбами.

Осколочные А. б. имеют массивный корпус, из которого при взрыве образуется большое число осколков; применяются для поражения осколками живой силы, артиллерии, автотранспорта, самолётов на аэродромах и др. целей, их масса от 1 до 100 кг. В войне во Вьетнаме авиация США применяла мелкие осколочные бомбы шаровой формы с готовыми осколками в виде стальных шариков, разбрасываемых взрывом. Для сбрасывания мелких осколочных и др. типов А. б. служат спец. связки и кассеты однократного и многократного применения. Осколочно-фугасные А. б. служат для поражения различных целей осколками и фугасным действием.

Бронебойные А. б. предназначены для поражения бронированных кораблей и целей с прочной бетонной и железобетонной защитой. Их поражающее действие складывается из пробивного действия и последующего взрыва внутри объекта. Для повышения пробивного действия бронебойные бомбы могут иметь реактивный двигатель, к-рый увеличивает их скорость при ударе в преграду.

Противотанковые А. б. предназначены для поражения танков и др. наземной бронированной техники. Разрывной заряд имеет кумулятивную выемку с металлич. облицовкой, из к-рой при взрыве образуется кумулятивная струя (см. Снаряды артиллерийские), пробивающая броню и зажигающая пары топлива. Впервые противотанк. А. б. были применены сов. авиацией в период Великой Отечеств, войны в Курской битве 1943. Сбрасываются эти бомбы с самолётов в разовых кассетах. При массе 2,5- 5 кг пробивают броню до 100-200 мм.

Противолодочные А. б. применяются для поражения подводных лодок. Используются мелкие бомбы, рассчитанные на прямое попадание в лодку, и бомбы крупных калибров, способные поражать лодку при взрыве в воде.

Зажигательные А. б. применяются для создания пожаров и поражения огнём живой силы и техники на поле боя и в местах скопления. Масса их от 1 до 500 кг. Снаряжаются твёрдыми пиротехнич. составами и органич. горючими веществами (бензин, керосин и др.), загущенными спец. составами. В качестве загустителя в зажигат. А. б., изготовляемых в США, широко применяется напалм. Напалмовыми бомбами авиация США бомбардировала мирное население в войнах в Корее и во Вьетнаме. Фугасно-зажигат. А. б. применяются для поражения огнём и фугасным действием пром. сооружений, нефтехранилищ, строений гор. типа и др.

Химические А. б. снаряжаются боевыми отравляющими веществами.

А. б. вспомогательного назначения служат для постановки дымовых завес с целью маскировки действий своих войск или ослепления противника; для разбрасывания агитац. лит-ры; для освещения местности при бомбометании в ночных условиях и аэрофотосъёмке, обозначения маршрутов полёта самолётов, места выброски возд. десантов и др.

В конце 2-й мировой войны впервые были применены управляемые А. б. и атомные бомбы. Управляемые бомбы имеют крылья, рулевые органы и системы телеуправления и самонаведения. Телеуправляемую бомбу можно наводить на любую цель, если она наблюдается с помощью оптического или радиолокационного прицела. Самонаводящиеся А. б. применяются только по целям с отличительным контрастом (радиолокационным, тепловым и др.).

А. Н. Дорофеев.

АВИАЦИОННАЯ ГАЗОВАЯ ТУРБИНА, один из осн. агрегатов авиац. газотурбинных двигателей; по сравнению со стационарными газовыми турбинами, А. г. т. при большой мощности имеет малые габариты и массу, что достигается конструктивным совершенством, большими осевыми скоростями газа в проточной части, высокими окружными скоростями рабочего колеса (до 450 м/сек) и большим (до 250 кдж/кг или 60 ккал/кг) теплоперепадом. А. г. т. позволяет получать значит, мощности; напр., одноступенчатая турбина (рис. 1) совр. двигателя развивает мощность до 55 Мвт (75 тыс. л. с.). Преимуществ, распространение получили многоступенчатые А. г. т. (рис. 2), в к-рых мощность одной ступени обычно 30-40 Мвт (40- 50 тыс. л. с.). Для А. г. т. характерна высокая темп-pa газа (850-12000С) на входе в турбину. При этом необходимый ресурс и надёжная работа турбины обеспечиваются применением спец. сплавов, отличающихся высокими механич. свойствами при рабочих темп-pax и устойчивостью в отношении ползучести, а также охлаждением сопловых и рабочих лопаток, корпуса турбины и дисков ротора.
[01-PAKET_04-3.jpg]

Рис. 1. Одноступенчатая авиационная газовая турбина: 1 - диск турбины; 2 - вал турбины; 3 - лопатки рабочего колеса; 4 - лопатки соплового аппарата.

Распространено возд. охлаждение, при к-ром воздух, отбираемый из компрессора, пройдя через каналы системы охлаждения, поступает в проточную часть турбины.


[01-PAKET_04-4.jpg]

Рис. 2. Трёхступенчатая авиационная газовая турбина.

А. г. т. служат для привода компрессора турбореактивного двигателя, компрессора и вентилятора двухконтур-ного турбореактивного двигателя и для привода компрессора и винта турбовинтового двигателя. А. г. т. используются также для привода вспомогат. агрегатов двигателей и летат. аппаратов -пусковых устройств (стартеров), электрич. генераторов, насосов горючего и окислителя в жидкостном ракетном двигателе.

Развитие А. г. т. идёт по пути аэродина-мич. конструктивного и технологич. совершенствования; улучшения газодинамич. характеристик проточной части для обеспечения высокого кпд в широком диапазоне изменения режимов работы, характерном для авиац. двигателя; уменьшения массы турбины (при заданной мощности); дальнейшего повышения темп-ры газа на входе в турбину; применения новейших высокожаропрочных материалов, покрытий и эффективного охлаждения лопаток и дисков турбины. Развитие А. г.'т. характерно также дальнейшим увеличением числа ступеней: в современных А. г. т. число ступеней доходит до восьми.

Лит.: Теория реактивных двигателей, Лопаточные машины, М., 1956; Скубачевский Г. С., Авиационные газотурбинные двигатели, М., 1965; А б иан ц В. X., Теория газовых турбин реактивных двигателей, 2 изд., М., 1965. С. 3. Копелев.

АВИАЦИОННАЯ МЕДИЦИНА, раздел медицины, имеющий задачей мед. обеспечение авиац. полётов. А. м. составляют авиац. физиология (теоретич. основа А. м.), авиац. гигиена, авиац. токсикология, авиац. психология, авиац. .биохимия, "лётная аварийность", врачебная экспертиза лётного состава со спец. функциональной диагностикой. Предметом изучения А. м. являются: 1) особые состояния организма - лётное утомление, переутомление, хронич. утомление, высотная, воздушная, декомпрессионная болезни, баротравмы и др.; 2) деятельность лётного состава и 3) специфич. профессиональные условия. Общие задачи А. м. по отношению к лётному составу состоят в обеспечении высокого уровня работоспособности в полёте (безопасность полёта); здоровья лётного состава и "лётного долголетия". По отношению к пассажирам А. м. содействует обеспечению безопасности полётов, комфорта, хорошего состояния организма после полёта.

А. м.- наука в основном профилактическая. Однако в ряде случаев для авиац. врачей возникает необходимость осуществления леч. мероприятий, оказания первой помощи пострадавшим при авариях и т. д. Для решения многих своих задач А. м. разрабатывает вопросы о влиянии на организм гипоксии, ускорения и др.

Практич. задачи А. м.: мед. отбор поступающих на лётную службу; мед. и психологич. обеспечение процесса лётного обучения; разработка рациональных режимов труда и отдыха лётного состава; обоснование технич. средств защиты организма человека от действия различных неблагоприятных факторов внешней среды (герметич. кабины самолётов, различная кислородно-дыхат. аппаратура, про-тивоперегрузочные устройства и др.); разработка мероприятий (тренировки, различные стимуляторы, физич. подготовка и др.), направленных на повышение устойчивости организма; обоснование рационального питания лётного состава; разработка рациональной одежды лётного состава; профилактика мед. предпосылок к лётным происшествиям и мед. анализ (расследование) лётных происшествий; участие в розыске, оказание мед. помощи и осуществление эвакуации лётного состава и пассажиров после лётных происшествий; мед. обоснование средств спасения (кислородные приборы, подающие кислород под повыш. давлением, высотно-компенсирующие устройства, скафандры, катапультирующие установки, парашюты, спасат. спуски пассажирских самолётов, кислородное обеспечение пассажиров при нарушении герметичности кабин и т. д.); мед. контроль за состоянием здоровья лётного состава, в т. ч. и методами спец, функциональной диагностики.

Наиболее распространённые методы А. м.: моделирование проф. условий посредством различных установок (барокамеры, центрифуги и др.); моделирование лётной деятельности на тренажёрах, использование фотомакетов приборных досок; использование самолёта в качестве мед. лаборатории; получение информации о тех или иных функциях организма в короткие промежутки времени с помощью спец. регистрирующей аппаратуры (малогабаритной, автономной или дистанционно управляемой); повышение общей неспецифич. устойчивости организма посредством высотной акклиматизации. Многие проблемы и методы А. м. близки к проблемам и методам космической медицины.

Свои первые шаги А. м. сделала в 80-х гг. 19 в. во Франции, когда физиологи М. Журдане и П. Бер начали изучать состояние астронавтов при подъёмах на возд. шаре. Датой зарождения А. м. в России следует считать 14 июля 1909, когда Совет Всероссийского аэроклуба признал необходимым разрешить желающим членам клуба совершать полёты лишь при условии их мед. освидетельствования. Характерные черты совр. периода развития А. м.: 1) исследования в области науч. организации лётного труда; 2) развитие спец. функциональной диагностики в связи с возрастающими требованиями авиац. техники к организму человека; 3) поиски общих закономерностей взаимодействия организма с внешней средой (неспецифич. устойчивость, стато-кинетич. устойчивость и др.); 4) внедрение математич. методов и кибернетики; 5) интенсивное исследование системы "человек-(-машина" в условиях полёта; 6) теоретнч. обобщения результатов исследований.

Большой . вклад в развитие отечественной А. м. внесли И. М. Сеченов, Л. А. Орбели, В. И. Воячек, Н. Н. Сиро-тинин, И. Р. Петров, В. В. Стрельцов, П. И. Егоров, К. Л. Хилов, А. П. Аппо-лонов, А. А. Перескоков, В. Г. Миролюбов и др. За рубежом наиболее значительные исследования в области А. м. провели во Франции: П. Гарсо, А. Мерсье и др.; в ГДР: К. Штойде; в Италии: А. Моссо, Р. Маргариа, Ч. Таленти, Т. Ломонако и др.; в Англии: Г. Дрейор, О. Коннор, П. Говард, П. Кинг и др.; в Чехословакии: Д. Чапек, М. Дворжак, М. Земан и др.; в Нидерландах: М. Ионг-блед, А. Нойенс и др.; в Польше: А. Гуша, В. Дыбовский и др.; в Венгрии: Т. Хальм и др.; в США: Л. Бауэр, X. Армстронг, Дж. Фултон, У. Кларк, Ф. Хичкок, П. Кембел и др.; в Японии: Г. Гасегава и др.

Междунар. opr-цией А. м. является Интернациональная академия авиац. и космич. медицины с центром в Париже. В СССР специалистов А. м. готовят в Центр, ин-те усовершенствования врачей на кафедре авиац. медицины (Москва) и в Военно-медицинской академии имени С. М. Кирова (Ленинград).

Лит.: Армстронг Г., Авиационная медицина, пер. с англ., М., 1954; Сергеев А. А., Очерки по истории авиационной медицины, М.- Л., 1962; A textbook of aviation physiology, Oxf., [1965].

Г. Л. Комендантов.

АВИАЦИОННАЯ МЕТЕОРОЛОГИЧЕСКАЯ СТАНЦИЯ, см. Метеорологическая станция.

АВИАЦИОННАЯ МЕТЕОРОЛОГИЯ,см. Метеорология авиационная.

АВИАЦИОННАЯ ПОДДЕРЖКА, одна из осн. задач, выполняемых фронтовой (тактической) авиацией в интересах оперативных объединений (фронтов, армий) и соединений сухопутных войск. А. п. осуществляется преим. силами и средствами истребительно-бомбардировочной авиации; частично может привлекаться и бомбардировочная, а также истребит, авиация. Осн. содержанием А. п. является уничтожение средств ядерного нападения противника, пунктов управления и радиотехнич. средств, уничтожение и подавление ближайших резервов, огневых средств и др. важных объектов в так-тич. и оперативной глубине противника. А. п. в наступлении начинается с переходом своих войск в наступление, в обороне - с началом наступления войск противника. Проводится А. п. на протяжении всего периода боевых действий соединений сухопутных войск.

АВИАЦИОННАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ, зародилась в нач. 20 в., как крупная отрасль пром-сти развилась в годы 1-й мировой войны 1914-18, огромного роста достигла в период 2-й мировой войны 1939-45 и после неё; относится к числу наиболее концентрированных отраслей современной индустрии.

Авиационная промышленность СССР. Первые авиац. предприятия в России возникли в 1910-12. До 1917 насчитывалось примерно 15 небольших авиазаводов (ок. 10 тыс. рабочих). Декретом Сов. пр-ва от 28 июня 1918 была проведена национализация авиазаводов, в том же году создан Центральный аэрогидроди-намич. ин-т (ЦАГИ) (см. Авиация).

В СССР совр. А. п. фактически создана в процессе социалистич. индустриализации страны в период 1-й пятилетки1929-32, когда был построен ряд крупных самолётостроит. и моторостроит. з-дов, а также предприятий цветной и чёрной металлургии. Бурно развивалась А. п. во 2-й пятилетке 1933-37. Объём произ-ва с 1933 по 1938 вырос в 5,5 раза. Коллективы конструкторских бюро под руководством виднейших авиаконструкторов А. Н. Туполева, Н. Н. Поликарпова, В. М. Петлякова, С. В. Ильюшина, А. С. Яковлева, А. И. Микояна и М. И. Гуревича, С. А. Лавочкина и др. создали ряд оригинальных конструкций самолётов, к-рые по своим лётно-тактич. характеристикам находились на уровне лучших зарубежных образцов. Сов. конструкторы авиадвигателей В. Я. Климов, А. А. Микулин, А. Д. Швецов, В. А. Добрынин и др. создали оригинальные типы авиадвигателей. На сов. самолётах были выполнены рекордные беспосадочные перелёты Москва - США (1937) и др.

Выдающуюся роль сыграла сов. А. п. в годы Великой Отечеств, войны 1941 - 1945. Заводы, эвакуированные из прифронтовой полосы в вост. р-ны страны, были в короткий срок восстановлены и расширены и обеспечивали Сов. Армию высококачественными боевыми и транспортными самолётами (истребители А. С. Яковлева, А. И. Микояна, С. А. Лавочкина, штурмовики С. В. Ильюшина, бомбардировщики А. Н. Туполева, С. В. Ильюшина, В. М. Петлякова). Сов. А. п. превзошла А. п. фашистской Германии, несмотря на то, что в период 2-й мировой войны произ-во самолётов в Германии возросло с 8,3 тыс. в 1939 до 39,8 тыс. в 1944 (включая произ-во в оккупированных странах). Выпуск самолётов в СССР составил 7900 в 1941, 22 800 в 1942, 35 000 в 1943, св. 40 000 в 1944 и 20 900 за 1-ю пол. 1945.

В послевоен. годы А. п. освоила произ-во турбореактивных двигателей конструкции А. Г. Ивченко, Н. Д. Кузнецова, А. М. Люльки, П. А. Соловьёва, С. К. Ту майского и др., что обеспечило создание новых, более совершенных боевых самолётов А. Н. Туполева, А. И. Микояна, В. М. Мясищева, П. О. Сухого, А. С. Яковлева.

А. п. технически перевооружила гражд. возд. флот, обеспечив его совр. первоклассными самолётами: Ту-104, Ту-114, Ту-124, Ту-134 конструкции Туполева, Ил-18, Ил-62 конструкции Ильюшина, Ан-10, Ан-22, Ан-24, Ан-12 конструкции Антонова, Як-40 конструкции Яковлева и др. Производятся также учебно-тренировочные и спортивные самолёты. На мировом чемпионате 1966 самолёты Як-18 заняли 1-е место. Большое развитие получило в СССР вертолё-тостроение (Ми-1, Ми-4, Ми-6, Ми-8 и др. конструкции М. Л. Миля).

В А. п. широко применяются поточные линии, механизированные конвейеры, полуавтоматич. и автоматич. станки и станки с программным управлением, используются прогрессивные виды литья, объёмная и точная штамповка с минимальными припусками на обработку,различные виды сварки (полуавтоматические и автоматические). В конструкции авиац. техники и технологич. оснащения производств, участков применяются стандартизованные элементы.

Значит, объём в А. п. СССР занимает произ-во предметов широкого потребления (холодильники, стиральные машины, катера, лодочные моторы и др.), а также прокатное произ-во из алюминиевых и титановых сплавов.

Авиационная промышленность за рубежом. А. п. получила развитие в нек-рых зарубежных социалистич. странах (Чехословакия, Польша, Китай). Среди капиталистич. стран выделяется А. п. в США, Англии, Франции.

США. Массовое произ-во самолётов развернулось в 1918 (было выпущено 14 200 самолётов). После 1-й мировой войны произ-во самолётов сократилось, а с 1936 быстро росло. В 1939 выпущено 5911 самолётов. В период 2-й мировой войны А. п. США развивалась в больших масштабах. Стр-во новых авиац. з-дов поручалось крупным монополиям, однако в основном финансирование производилось за счёт гос. средств. В 1944 произ-во самолётов превысило 96 тыс. (при этом было привлечено большое количество др. машиностроит. з-дов, гл. обр. автомобильных). После окончания войны А. п. США осталась в основном воен. отраслью, превышающей уровень произ-ва довоен. периода. В 60-х гг. А. п. США превратилась в авиаракетную пром-сть с произ-вом самолётов, балли-стич. ракет и управляемых реактивных снарядов. В 1966 было выпущено 16,4 тыс. гражд. самолётов и вертолётов. Экспорт США в 1966 составил 3611 гражд. самолётов.

Англия. В 1918 А. п. Англии выпустила св. 32 тыс. самолётов и 20 тыс. двигателей. Однако в дальнейшем она резко сократила произ-во. В первые годы 2-й мировой войны, несмотря на ускоренное развитие А. п., воешю-возд. силы Англии уступали Германии. Англия закупала воен. самолёты в США, а учебно-тренировочные в Канаде. В 1944 А. п. Англии выпустила ок. 30 тыс. самолётов и ок. 65 тыс. двигателей. После окончания 2-й мировой войны з-ды Англии производят, помимо авиац. техники, ракеты и управляемые снаряды.

Франция. В 1914 было изготовлено более 540 самолётов и 1100 авиадвигателей, в 1918-23 669 самолётов и ок. 44 600 авиадвигателей. Во время 2-й мировой войны Франция имела на вооружении самолёты устаревшей конструкции. В 1965 авиакомпаниями Франции построено 383 самолёта и 820 авиадвигателей. Значит, часть продукции изготовлена по иностранным заказам и поставлена на внешний рынок.

Производство самолетов в отдельных

капиталистических странах (шт)




1963

1964

1965
США*

8121

10 067

12 646
Англия

450

319

415
Франция

422

353

383
* Гражданские, включая вертолеты

В 1967 произ-во самолётов в США составило ок. 14 тыс. шт.

Из других капиталистич. стран крупную А. п. имеют Канада и Япония. В ФРГ до 1955 было запрещено вести н.-и. и опытно-конструкторские работы в области авиац. техники, однако к 1965 она достигла в этой области существенных результатов (см. также Авиа- и ракетостроительные монополии).

Лит. см. при ст. Авиация.

А. Н. Тер-Маркарян.

АВИАЦИОННАЯ ПСИХОЛОГИЯ, отрасль психологии, исследующая психоло-гич. вопросы лётной деятельности; результаты А. п. используются для повышения эффективности и безопасности труда в авиации, а также для улучшения отбора кандидатов в авиац. специалисты.

А. п. возникла в нач. 20 в. в связи с развитием авиационной медицины и психологии труда', большая специфичность протекания психич. процессов при выполнении полёта обусловила выделение А. п. в самостоятельную дисциплину. Эта специфика состоит прежде всего в том, что отрыв человека от Земли приводит к резкому изменению структуры пространств, ориентировки и появлению значит, психич. напряжения; особенности влияния внешней среды - ускорения, перепады барометрич. давления, изменения газового состава атмосферы и т. д.- могут оказывать существ, воздействие на центр, нервную систему; большие скорости перемещения самолёта и возможность возникновения аварийных ситуаций требуют постоянного сосредоточения внимания, быстрых решений и действий.

В СССР интенсивное развитие А. п. началось с 1921 (работы С. Е. Минца, Н. М. Добротворского, а затем К. К. Платонова). В наст, время исследования по А. п. развиваются в русле более широкой проблематики инженерной психологии.

Со 2-й пол. 20 в. осн. направления А. п. группируются вокруг следующих проблем: изучение влияния на психич. функции факторов полёта и разработка рекомендаций по профилактике неблагоприятных воздействий; изучение деятельности по управлению самолётом с целью максимального приспособления техники к психич. возможностям человека; выявление психологич. причин и предпосылок к лётным происшествиям и разработка мер их предупреждения; исследование психич. качеств, способствующих успешному выполнению лётной деятельности с целью отбора кандидатов в уч. заведения и определения годности лётчиков к полётам; улучшение методики подготовки авиац. специалистов на основе изучения психологич. закономерностей обучения и формирования качеств личности.

Лит.: Гератеволь 3., Психология человека в самолёте, пер. с нем., М., 1956; Горбов Ф. Д., Космолинский Ф. П., От психологии авиационной до психологии космической, "Вопросы психологии", 1967, №6; Платонов К. К., Психология лётного труда, М., 1960; Sells S. В., Веrrу С. A., Human factors in jet and space travel. A medical-psychological analysis, N. Y., 1961.

Г. М. Зараковский.

АВИАЦИОННАЯ ФИЗИОЛОГИЯ, раздел физиологии, изучающий изменения в организме животных и человека в условиях полёта - при колебаниях барометрич. давления, ускорениях, вибрациях и др. См. также Авиационная медицина, Вибрация (влияние на организм), Гипоксия, Декомпрессионные заболевания, Невесомость (влияние на организм), Ускорение (влияниена организм).

АВИАЦИОННОЕ ВООРУЖЕНИЕ, устанавливаемые на воен. самолётах и др. летат. аппаратах средства поражения и системы, обеспечивающие их боевое применение. В начале своего развития авиация не имела спец. вооружения. Оружие заимствовалось у наземных войск, применялись простейшие приспособления для крепления оружия, прицеливания, подвески и сбрасывания средств поражения. В 1913 в России впервые в мире был построен 4-моторный бомбардировщик "Илья Муромец", уже имевший достаточно мощное арт. и бомбардировочное вооружение. После 1-й мировой войны происходило интенсивное развитие А. в., к-рое к наст, времени достигло высокого тех. уровня.

А. в. включает: все виды оружия, установленного на самолётах, с их устройствами крепления, регулировки и управления; прицельные устройства для стрельбы и бомбометания; бортовые вычислит, устройства систем вооружения; авиац. боеприпасы и др. средства одноразового применения; устройства подвески и сбрасывания спец. грузов. К А. в. относят также: аппаратуру и вычислит, устройства для подготовки, контроля и прогнозирования тех. состояния систем А. в.; тренажёры и аппаратуру для обучения, буксируемые возд. мишени; бортовые средства создания пассивных помех; авиац. пиротехнич. ускорители с их системами подвески и управления; десантное оборудование авиац. летат. аппаратов.

В зависимости от свойств применяемых боеприпасов различают следующие виды А. в.: ракетное, пушечно-пулемётное, бомбардировочное и специальное. Ракетное вооружение включает управляемые и неуправляемые ракеты различного назначения; оно обладает высокой эффективностью поражающего действия и является одним из осн. видов вооружения совр. самолётов. К пушечно-пуле-мётному вооружению относятся авиац. пушки и пулемёты с соответствующими установками и боеприпасами; калибр пушек 20 мм и выше, пулемётов от 7,62 до 15 мм. К бомбардировочному вооружению относятся различного рода авиационные бомбы, бомбовые кассеты, мины и торпеды, а также приспособления для их подвески и сбрасывания (бомбодержатели, бомбосбрасыватели и т. п.). Спец. вооружение включает устройства и приборы для решения таких задач, как постановка дымовых завес, применение ориентирно-сигнальных средств, использование учебно-тренировочных и контрольных приборов (напр., фотоки-нопулемётов), подвеска и сбрасывание различных спец. грузов и т. п. К спец. вооружению иногда относят ядерное и химич. вооружение. Совр. система А. в.- сложный комплекс механич., радиотехнич., электронных, оптич. приборов и устройств; характеризуется автоматизацией и электрификацией почти всех элементов А. в. В. А. Кузнецов.

АВИАЦИОННО-ТЕХНИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ, в ВВС СССР осн. единица низшего звена авиационного тыла. Предназначена для непосредств. материального, аэродромно-тех. и мед. обеспечения авиац. частей на аэродромах их базирования. К А.-т. ч. относятся авиационно-тех. базы, батальоны и роты аэродромно-тех. обеспечения и комендатуры авиац. гарнизонов. А.-т. ч. состоит из подразделений и служб обеспечения со штатной техникой и установленными запасами материальных средств.

АВИАЦИОННЫЕ БОЕПРИПАСЫ, см. Боеприпасы авиационные.

АВИАЦИОННЫЕ ИНСТИТУТЫ, высшие уч. заведения, готовящие инженеров по расчёту, конструированию и технологии произ-ва пилотируемых и беспилотных летат. аппаратов, их двигателей, радиоустройств и авиац. приборостроения, а также инженеров-экономистов для авиапром-сти. Основные профилирующие специальности в А. и.: самолётостроение, вертолётостроение, авиац. двигатели, авиаприборостроение, авиац. электрооборудование.

В СССР в 1969 имелось 7 А. и.: Моск. им. Серго Орджоникидзе и Харьковский (осн. 1930), Казанский и Уфимский им. Серго Орджоникидзе (осн. 1932), Моск. технологический (осн. 1940), Куйбышевский (осн. 1942), Ленингр. авиационного приборостроения (осн. 1945). В Московском, Казанском, Куйбышевском, Ленинградском и Уфимском А. и., кроме дневных, есть вечерние и заочные ф-ты, в Моск. технологическом и Харьковском - вечерние ф-ты. Во всех А. и. имеется аспирантура, всем ин-там предоставлено право принимать к защите канд. диссертации, а Московскому и Казанскому - и докторские. Срок обучения в А. и. от 5 до 6 лет. Окончившим присваивается квалификация инженера-механика, инженера-технолога, радиоинженера, инженера-экономиста и др. И. И. Лебедев.

АВИАЦИОННЫЕ МАСЛА, см. Моторные масла.

АВИАЦИОННЫЙ ДВИГАТЕЛЬ, тепловой двигатель для приведения в движение летательных аппаратов (самолётов, вертолётов, дирижаблей и др.). К А. д. предъявляются весьма высокие требования: макс, мощность (или тяга) в агрегате при миним. массе, относимой к единице мощности (тяги), и миним. габаритных размерах (особенно площади поперечного сечения, от к-рой зависит лобовое сопротивление); миним. расход горючего и смазки на единицу мощности (тяги); надёжность, длительность и простота эксплуатации при дешевизне произ-ва. Процесс развития А. д. проходил несколько стадий. Первым А. д. был паровой двигатель на самолёте А. Ф. Можайского (1885). Последующие А. д. во всех странах конструировались на основе поршневого двигателя внутреннего сгорания. Основными факторами, обусловившими развитие А. д., были необходимость увеличения скорости и грузоподъёмности самолёта, требования к к-рым росли довольно быстро. В качестве базового был выбран бензиновый двигатель как наиболее лёгкий. Его совершенствование велось, с одной стороны, путём всемерного облегчения всех деталей за счёт применения высокопрочных материалов и форсирования рабочего процесса (для чего была разработана конструкция нагнетателя для наддува двигателя), а с другой стороны, повышением кпд воздушного винта (для чего к двигателю,частота вращения к-рого всё увеличивалась, присоединяли редуктор, снижавший частоту вращения винта для обеспечения макс, кпд). К 40-м гг. 20 в. поршневые А. д. достигли предела своих возможностей: на пути дальнейшего повышения скорости самолёта встал звуковой барьер, для преодоления к-рого потребовалось резкое увеличение мощности А. д. Такой скачок стал возможным в результате перехода к газовой турбине и реактивному