загляните на купон-скидку или справочники: окна kbe, окна veka, окна rehau, остекление балкона, остекление лоджии, изготовление окон, монтаж окон, остекление, производство окон, металлопластиковые окна, окна пвх, пластиковые окна, установка окон, стеклопакеты и евроокна.



ВСЁ О СТРОИТЕЛЬСТВЕ, ЖЕЛЕЗОБЕТОНЕ, БЕТОНЕ, АРХИТЕКТУРЕ И НЕ ТОЛЬКО...:
ОПРЕДЕЛЕНИЯ:

АСФАЛЬТИРОВАНИЕ, устройство асфальтобетонных покрытий на автомобильных дорогах, улицах, аэродромах и т. п. путём укладки и уплотнения асфальтобетонной смеси по предварительно подготовленному основанию. В зависимости от назначения покрытия асфальтобетонную смесь (асфальтобетон) укладывают в один или два слоя на основание из щебня, гравия (нежёсткое основание) или бетона (жёсткое основание). Нижний слой толщиной 4-5 см устраивают из крупно- или среднезерни-стой смеси с остаточной пористостью 5-10% ; верхний слой толщиной 3-4 см-из средне- или мелкозернистой смеси (остаточная пористость 3-5%). При тяжёлых нагрузках и интенсивном движении транспорта покрытия устраивают 3-4-слойными общей толщиной 12-15 см. АСФАЛЬТИРОВАНИЕ начинается с очистки основания от пыли и грязи механич. дорожными щётками и поливомоечными машинами, исправления неровностей основания, обработки его поверхности жидким битумом или битумной эмульсией. Асфальтобетонная смесь приготовляется в асфальтобетоно-смесителях на стационарных или полустационарных заводах (установках), доставляется на место автомобилями-самосвалами и загружается в приёмный бункер асфалътобетоноукладчика, к-рый укладывает, разравнивает и предварительно уплотняет смесь. Окончат. уплотнение осуществляется катками дорожными. .


КОММУНАЛЬНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО, отрасль строительства, занятая сооружением объектов, связанных с обслуживанием жителей городов, посёлков городского типа, районных сельских центров и населённых пунктов сельской местности. В числе этих объектов: системы водоснабжения и канализации с очистными сооружениями и сетями; сооружения городского электрического транспорта с путевым, энергетическим хозяйством, депо и ремонтными предприятиями; сети газоснабжения и теплоснабжения с распределительными пунктами, районными и квартальными котельными; электрические сети и устройства напряжением ниже 35 кв; гостиницы; городские гидротехнические сооружения; объекты внешнего благоустройства населённых мест, озеленения, дороги, мосты, путепроводы, ливнестоки; предприятия санитарной очистки, мусороперерабатывающие и др. Планомерное развитие КОММУНАЛЬНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА в СССР началось ещё в 1-й пятилетке и осуществлялось нарастающими темпами до начала Великой Отечеств, войны 1941-45. В годы 4-й пятилетки (1946-50) проводились работы по восстановлению объектов коммунального назначения, разрушенных во время нем.-фаш. оккупации. В последующие годы КОММУНАЛЬНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО велось высокими темпами в связи с бурным развитием промышленности, культуры, увеличением численности городов и посёлков городского типа .
ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО, теория и практика планировки и застройки городов (см. Город). ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО определяют социальный строй, уровень развития производственных сил, науки и культуры, природно-климатичие условия и национальные особенности страны. ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО охватывает сложный комплекс социально-экономических, строительно-технических, архитектурно-художественных, а также санитарно-гигиенических проблем. Общим для ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО досоциалистических формаций является большее или меньшее влияние на него частной собственности на землю и недвижимое имущество..
ЗЕЛЁНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО, составная часть современного градостроительства. Городские парки, сады, скверы, бульвары, загородные парки (лесопарки, лугопарки, гидропарки, исторические, этнографические, мемориальные), национальные парки, народные парки, тесно связанные с планировочной структурой города, являются необходимым элементом общегородского ландшафта. Они способствуют образованию благоприятной в санитарно-гигиеническом отношении среды, частично определяют функциональную организацию городских территорий, служат местами массового отдыха трудящихся и содействуют художественной выразительности архитектурых ансамблей. При разработке проектов садов и парков учитывают динамику роста деревьев, состояние и расцветку их крон в зависимости от времени года.

Главная страница
Поиск по сайту
Оглавление страниц

Объяснение слов: словарь, справочник, информация. Строительство, экономика, промышленность - все сферы жизни: от А до Г, от Г до П и от П до Я

ии, очищенную от нацистской фальсификации. Проблемы марксистской эстетики разрабатывают А. Курелла, А. Абуш, X. Кох; значит, вклад в изучение эстетики и поэтики внесли писатели (И. Бехер, Б. Брехт, А. Зегерс, С. Хермлин). Фундаментальные исследования посвящены нем. классике 18-19 вв., её новому восприятию, проникнутому заботой о сохранении и развитии гуманистич. традиций нем. лит-ры (П. Рилла, В. Гирнус, Абуш, М. Мюллер, 3. Штреллер, Г. Г. Рейтор; исследования учёного старшего поколения Г. А. Корфа о Гёте и романтизме, написанные с позиций "духовно-исторической школы"). Ценные труды о нем. романе и драме 20 в., о лит. антифаш. эмиграции создали X. Кауфман, Э. Шумахер, В. Миттенцвай, Рилла, К. Ярмац, X. Хазе; о совр. прозе - К. Батт, Д. и С. Шленштедт; о поэзии - Г. Вольф, поэты Хермлин и Г. Маурер. В этих трудах освещено значение социалистич. идей в истории нем, лит-ры, проблемы соотношения реализма и нереалистич. течений в лит-ре 20 в. Междунар. признание получили успехи шекспироведения (Р. Вайман), романистики и американистики. Ведётся работа в области славяноведения и славяно-герм. лит. связей (X. Раб, Н. Людвиг). В 60-е гг. усилилось теоретич. изучение совр. лит. процессов, выходят работы по теории социалистич. реализма. Центры н.-и. работы - Герм. АН в Берлине и Нац. музей нем. клас-сич. лит-ры в Веймаре. Выходят литературоведческие журналы: "Weimarer Beiti;age" (с 1955), "Zeitschrift fur Anglistik und Amerikanistik" (c 1953), "Zeitschrift fur Slawistik" (c 1956) и др.

С 1960 издаётся многотомная "История немецкой литературы с древнейших времён до наших дней" (из намеченных 11 тт. вышло 5). Выходят серии науч. публикаций, напр. "Germanistische Studien".

Г. И. Ратгауз.

Лит.: Литература Германской Демократической Республики. Сб. ст., М., 1958; Самарин Р. М., Проблема реализма в современной немецкой литературе, "Изв. АН СССР. Отд. литературы и языка", 1960, т. 19, в. 4-5; Стеженский В. И., Современная немецкая художественная литература, М., 1957: Фрадкин И. М.. Литература новой Германии, 2 изд., М., 1961; Муравьёв В. С., Немецкая антифашистская художественная литература. Аннотированный библиографический указатель, М., 1963; "Вопросы литературы", 1970, № 12 (весь номер посвящён лит-ре ГДР); Кох Г., Марксизм и эстетика, М., 1964; Верность правде жизни. Литературоведы и критики ГДР о художественном творчестве. Сб. ст. [Сост. В. Н. Девекин, послесл. Р. М. Самарина], М., 1969; Дымшиц А., Иоганнес Бехер - теоретик социалистического реализма, "Знамя", 1958, № 7; Пуришев Б., Продолжение большой работы, "Вопросы литературы". 1964, № 6; Deutsche Literatur im Uberblick. Hrsg. von H. Werner u. a., Lpz., 1965; Deutsche Literaturgeschichte in einem Band, hrsg. von H. Jurgen Geerdts, В., 1966; Abusсh A., Literatur im Zeital-ter des Sozialismus, В.-Weimar, 1967; Ver-offentlichungen deutscher sozialistischer Schriftsteller in der revolutionaren und clemo-kratischen Presse 1918 - 1945. Bibliographic, 2 Aufl., В.-Weimar, 1969; Mit der Zukunft im Bunde. Klassisches Erbe deutscher Dichtung im Urteil unseres Jahrhunderts. (Zusammengest. von P. Goldammer], В.- We.mar, 1965; Positioner.. Beitrage zur marxistischen Literaturtheorie in der DDR. [Hrsg- von W. Mittenzwei], Lpz., [19691; Kritik in der Zeit. Der Sozialismus - seine Literatur - ihre Entwicklung, Halle/S., 1970.

XIV. Архитектура и изобразительное искусство

Быстрому развёртыванию работ по восстановлению и строительству в ГДР способствовали установление нар. собственности на землю и организация гос. строит, пром-сти. В 1950 был принят закон о восстановлении и строительстве городов, сформулированы осн. правила социалистич. градостроительства. В ходе восстановления и дальнейшего развития началась систематич. реконструкция городов, изменяющая их структуру и облик; строятся новые города с микрорайонной структурой, комплексами обществ, и культурно-бытовых учреждений. В 1-й пол. 1950-х гг. преобладали фасадная периметральная застройка и традиц. ордерный декор (1-я очередь г. Эйзенхюттенштадт, 1-я очередь ул. Карл-Маркс-алле в Берлине, пл. Альт-маркт в Дрездене, пл. Централерплац в Магдебурге, ул. Лангештрасе в Ро-стоке). Со 2-й пол. 1950-х гг. утверждаются новые формы, функциональные приёмы планировки, индустриальные методы стр-ва из стандартизов. элементов (с 1956 - крупные блоки; с 1959 - крупные панели; с 1961 - объёмные блоки, железобетонный каркас, лёгкие металлы, пластмассы); эстетич. выразительность зданий и архит. ансамблей определяется прежде всего пространств, композицией, пропорциями, ритмом модульных членений, структурных и функциональных элементов, цветом и фактурой материалов. Стр-во ведётся на основе науч. разработки социально-функциональных проблем в соответствии с ростом и дифференциацией материальных и духовных потребностей социалистич. общества. Стр-во в новых городах (Хойерс-верда, Шведт, Галле-Нёйштадт, Люттен-Клейн, Йена-Лобеда) и реконструируемых частях старых городов (пл. Алек-сандерплац и Ленин-плац, 2-я очередь

Si. Карл-Маркс-алле - в Берлине; р-ны рездена, Карл-Маркс-Штадта, Лейпцига, Магдебурга, Ростока) характеризуется пространств, размахом застройки, созданием комплексных жилых районов (включающих обществ, и культурно-бытовые учреждения), ансамблей площадей и магистралей с высотными акцентами и крупными обществ, зданиями. Социалистич. характер архитектуры ГДР, подчёркиваемый средствами монументального иск-ва, проявился также в стр-ве пром. предприятий и в реконструкции деревень. Крупные архитекторы ГДР - Г. Хензельман, 3. Зельмана-гиц, Р. Паулик, X. Хопп, Ф. Эрлих, X. Граффундер, И. Нетер, И. Кайзер, Б. Флирль.

Изобразит, иск-во развивается на основе традиций нем. пролет, революц. иск-ва, носителями к-рых явились художники-реалисты старшего поколения. Они сыграли важную роль в утверждении принципов социалистич. реализма в иск-ве ГДР (живописцы и графики X. и Л. Грун-диг, М. Лингнер, О. Нагель, Дж. Харт-филд, А. Мор, О. Нерлингер, Г. Эмзен, Г. Брузе, Ф. Ден, X. Т. Рихтер, К. Квернер, Р. Бергандер, Б. Хеллер; скульпторы Ф. Кремер, В. Арнольд, Т. Бальден, Г. Драке, В. Ламмерт, В. Хо-вард, Г. Гайер). Расширяющиеся связи художников с заводами, новостройками, с.-х. кооперативами, социалистическими бригадами способствовали укреплению жизнеутверждающих, оптимистич. начал в иск-ве ГДР, посвящённом становлению социалистич. человека и его трудовой морали, росту его творческих сил. Облик людей ГДР, их труд и быт разносторонне показаны в скульптуре (В. Фёрстер, В. Штётцер, Г. Роммель, И. Ястрам, В. Фитценрайтер, Г. Лихтенфельд, Ю. фон Войский), живописи и графике (В. Вома-ка, В. Нойберт, К. X. Якоо, Г. Брендель, А. Мюнх, Р. Парис, Ф. Глазер, В. Фран-кенштайн); развивается иск-во пейзажа (О. Нимайер-Холынтайн, Э. Хассебраук, Б. Кречмар, Г. Штенгель, К. Кнебель, график О. Пец). Иск-во ГДР - страны, находящейся на передовой линии ан-

тиимпериалистич. борьбы,-получило острую политич. направленность: оно обличает фаш. злодеяния, силы междунар. реакции; видное место принадлежит темам рабочего движения, борьбы за мир, солидарности с борющимися за свободу народами (живописные и графические произв. В. Зитте, Г. Бондцина, X. Ха-кенбека, К. Э. Мюллера, К. Циммермана); в области политич. карикатуры работают А. Байер-Ред, X. Зандберг, Л.Хас, Э. Яздзевский; традиции политич. плаката Дж. Хартфилда продолжает К. Виткугель. Больших успехов достигли книжная графика (И. Хегенбарт, М. Швиммер, В. Клемке, X. Барч, X. Бальцер, мастера шрифта В. Шиллер, А. Каир), а также декоративное искусство и художеств. конструирование (Ф. Кюн, X. Михель). Возрастает значение монументального и монументально-декоративного иск-ва, к к-рому обращаются многие мастера. Ряд монументов на территории ГДР создан сов. (Е. В. Ву-четич, Н. В. Томский, Л. Е. Кербель) скульпторами. Биттерфельдские конференции (1959, 1964) и проводящиеся с 1959 рабочие фестивали способствовали расширению роли иск-ва в социалистич. строительстве и развитию художеств, самодеятельности масс. Большое внимание уделяется развитию традиций нар. творчества (в т. ч. иск-ва лужичан и промыслов Рудных гор). В ГДР проводятся междунар. выставки, способствующие объединению прогрессивных сил мирового иск-ва ("Интерграфик", 2-го-дичные междунар. художеств, выставки -Биеннале Балт. моря, Междунар. выставки иск-ва книги).

Илл. см. на вклейках к стр. 393 и табл. XIII, XIV, XV (стр. 384-385).

Лит.: Kunst in der Deutschen Demokra-tischen Republik, Dresden, [1959]; Feist P. H., Plastik in der DDE, Dresden, 1965; Bild der Klasse, [В., 1967]; Architektur und Stadtebau in der DDK. [Album], [Lpz., 1969]; Hutt W-, Deutsche Malerei und Giaphik im 20. Jahrhundert, В., 1969; Weggefahrten, Dresden, 1970. Г. Майснер. ГДР.

XV. Музыка

После образования ГДР сложились условия для развития социалистич. муз. культуры. Было начато восстановление многих муз. учреждений, создавались новые. Переход их в ведение нар. гос-ва обеспечил им необходимую материальную базу. Постепенно закладывался фундамент для дальнейшего подъёма муз. иск-ва. Открылись Нем. гос. опера в Берлине, оперные театры в Лейпциге, Веймаре, Дрездене и др. городах. Возникли новые оркестры, хоры, оперные труппы. Нек-рые из них, напр, театр "Комише опер" в Берлине (1947), получили мировую известность. Создание Союза нем. композиторов и музыковедов способствовало быстрому развитию социалистич. муз. творчества.

Характерные черты совр. муз. жизни ГДР - массовость муз. культуры, демократичность и реалистич. направленность муз. творчества, тесно связанного с прогрессивными традициями нем. культуры. Важный вклад в формирование муз. культуры ГДР внесли видные нем. музыканты, связанные с антифаш. и рабочим движением. X. Эйслеру принадлежат хоровые сочинения и массовые песни, музыка гос. гимна ГДР, камерно-инструментальные и вокальные, оркестровые произв., музыка к ряду пьес Б. Брехта и фильмам. Тесно сотрудничал с Брехтом и П. Дессау, автор опер, хоров, песен, музыки к спектаклям. К той же группе композиторов принадлежат Л. Шпис, Э. Г. Майер, К. Швен и др. К числу виднейших мастеров старшего поколения композиторов относятся О. Герстер (автор опер, кантат, симф. и камерных произв.), оперный композитор Р. Вагнер-Регени, М. Буттинг (написавший 10 симфоний, камерно-инструментальные сочинения, кантаты, книгу

"История музыки, пережитая мною"), В. Дрегер, Ф. Финке, П. Курцбах и др. В ГДР пользуются известностью композиторы И. Чилензек, И. П. Тильман, Г. Кохан, А. Азриель, И. Верцлау, В. Хоэнзе, К. Р. Грисбах, Ф. Гейслер, 3. Курц, Г. Вольгемут, 3. Маттус, Р. Кунад и др. Среди музыковедов- Э. Г. Майер, Г. Кнеплер, Г.А. Брокхауз, Р. Эллер, X. Гольдшмидт, В. Зигмунд-Шульце, М. Шнайдер, В. Феттер, Г. Бесселер и др.

Широкий размах получила музыкаль-но-исполнит. деятельность в Берлине, Лейпциге, Дрездене, Веймаре, Эрфурте, Галле и др. крупных городах. Важным фактором муз. жизни стало регулярное проведение крупных междунар. конкурсов и фестивалей: Берлинские фестивальные дни (с 1957), муз. "Двухгодич-ники" (Биеннале) в Берлине (с 1967), Генделевские торжества в Галле, фестивали и конкурсы им. И. С. Баха в Лейпциге (с 1950), им. Р. Шумана в Берлине, (с 1956), затем в Цвиккау, дни совр. музыки во мн. округах.

Среди муз. исполнителей междунар. известность завоевали дирижёры Г. Абенд-рот, Ф. Конвичный, X. Бонгарц, К. Зандерлинг, О. Зуитнер, К. Ма-зур; хоровые дирижёры Г. Рамин, Р. Мауэрсбергер; пианисты А. Шмидт, Д. Цехлин; скрипачи Э. Морбитцер, Г. Шмаль; органисты В. Шетелих, Г. Кестнер; певицы И. Арнольд, М. Кронен, Э. Флайшер, 3. Кель, X. Кузе, А. Бурмейстер; певцы Э. Буш, Т. Адам, Р. Асмус, П. Шрайер; эстрадная певица Г. Май.

40 театров имеют муз. труппы, исполняющие оперы, оперетты, балеты. Среди ведущих театров: Нем. гос. опера в Берлине, "Комише опер" (Берлин), Лейпциг-ская опера, Дрезденская опера. Имеется 88 гос. оркестров, в т. ч. 30 симфонических. Крупнейшие оркестры и хоровые коллективы - Берлинская гос. капелла, оркестр и хор Берлинского радио, оркестр и хор Лейпцигского радио, оркестр "Ге-вандхауз" в Лейпциге, Дрезденская гос. капелла, оркестр Дрезденской филармонии, "Томанерхор" (Лейпциг), "Кройц-хор" (Дрезден). Важную роль в муз. жизни играют самодеятельные симфонические, духовые, эстрадные оркестры и хоры.

Значит, успехи достигнуты в области массового муз. образования и подготовки проф. музыкантов. Продолжают свою деятельность старые уч. заведения, открыты новые муз. школы. Работают 87 муз. школ, 4 спец. муз. школы и 4 высших муз. уч. заведения в Берлине, Лейпциге, Дрездене, Веймаре. Музыковедческая и музыкально-пропагандистская работа ведётся различными муз. обществами (Союз нем. композиторов и музыковедов, Новое Баховское об-во, Об-во Р. Шумана, Новое об-во Шюца, Генделевское об-во и др.). Издаются муз. журналы-"Ми-sik und Gesellschaft" (с 1951), "Musik in der Schule" (c 1949), "Melodie und Rhyth-mus" (c 1957).

Лит.: Избранные статьи музыковедов Германской Демократической Республики, пер. с нем., М., 1960; Aus dem Leben und Scnafen unserer Komponisten, Bd 1 - 2, В., 1960 - 61; Das Musikleben in der Deutschen Demokratischen Republik (1945 - 1959), Lpz., 1960.

XVI. Балет

Последствия фашизма, войны, материальные трудности сказались на становлении балетного театра ГДР. Однако в короткое время были созданы гос. хорео-графич. уч-ща, при оперных театрах восстановлены балетные труппы. Балетной труппой Нем. гос. оперы поставлены балеты "Ромео и Джульетта" С. С. Прокофьева, 1949, "Спящая красавица" П. И. Чайковского, 1950 (оба поставила балетм. Т. Гзовская), "Золушка" Прокофьева, 1952 (балетм. Д. Шш.с). В 1955-69 труппой руководила Л. Грубер; в репертуаре театра - балеты классич. наследия, сов. балеты и новые произв. нем. авторов - "Новая Одиссея" В. Брунса, "Римские рабы" В. Хоэнзе, "Балет о счастье" К. Шве-на. Среди ведущих солистов труппы - танцовщица Н. Манк и танцовщик К. Шульц (с 1970 также и балетмейстер труппы).

В 1966 в театре "Комише опер" балетм. Т. Шиллинг создал балетную труппу, в её репертуаре балеты: "Абраксас" В. Эгка, "Золушка" Прокофьева, "Фантастическая симфония" на музыку Г. Берлиоза, "Море" на музыку К. Дебюсси, "Двойник" С. Гейслера, "Матч" 3. Маттуса и др.

В конце 60-х гг. при оперных театрах было 40 балетных трупп, из к-рых ок. 20 ставят балетные спектакли. Балетную труппу "Штатстеатра" в Лейпциге возглавляет балетм. Э. Кёлер-Рихтер (с 1958), в "Штатстеатре" в Дрездене - В. Мюллер (с 1969), в Оперном театре в Галле - X. Хас (с 1957). В оперных театрах в Веймаре, Карл-Маркс-Штадте, Ростоке, Дессау, Котоусе, Гере, Альтенбурге и др. городах балетные спектакли также прочно вошли в репертуар.

Имеются 3 балетные школы - в Берлине, Дрездене и Лейпциге. Статьи о балетном иск-ве публикуются в журнале "Theater der Zeit".

Лит.: Rеb1ing E., Ballett gestern und heute, 3 Aufl., В., 1961; его же, Bal.ett heute, В., 1970. Э. Реблинг. ГДР.

XVII. Драматический театр

Предпосылки для возникновения и развития театр, культуры ГДР были созданы в первые же годы (1945-49) после разгрома фашизма. Программным явилось открытие Немецкого театра (1945) постановкой пьесы "Натан Мудрый" Г.Э.Лессинга, выдвинувшей в качестве основополагающих принципов гуманизм и реализм в театр, иск-ве (см. Германия, раздел Дра-матич. театр). Задачей театр, иск-ва после образования ГДР стало политич. и нравственное воспитание человека - строителя социализма. Все театры перешли в ведение гос-ва. Были восстановлены и заново построены здания театров в Берлине и др. городах, созданы новые театр, коллективы.

Большое значение имело творчество драматурга и режиссёра Б. Брехта. Основанный им совм. с Е. Вейгель (в 1949) театр *Берлинер ансамбль" осуществил постановку почти всех пьес Брехта ("Мамаша Кураж и её дети", "Господин Пунти-ла и его слуга Матти", обе в 1949, "Страх и отчаяние в Третьей империи", "Жизнь Галилея", обе в 1957, "Карьера Артуро Уи", 1959, "Дни Коммуны", 1962, и др.), а также произв. нем. и зарубежной классики. В этом театре раскрылось актёрское иск-во Вейгель и Э. Буша. Художеств. опыт "Берлинер ансамбль" был творчески использован мн. театрами ГДР и др. стран. Влияние на драматургию ГДР оказало и творчество Ф. Вольфа, обращавшегося в своих драмах к событиям нем. истории ("Томас Мюнцер", 1953), к социалистич. преобразованиям ("Бургомистр Анна", 1950). Значит, явлениями были постановки драм писателя-антифашиста И. Р. Бехера "Дорога в Фюссен" (1954), "Зимняя битва" (1954). Ряд пьес, написанных после 1949 и отражавших проблемы строительства новой жизни молодого гос-ва, также принадлежал драматургам, в прошлом связанным с антифаш. движением (Г. Вангенхейм, К. Грюнберг, В. Кубш и др.).

Важный вклад в развитие театр, культуры внесли Биттерфельдские конференции (1959, 1964), способствовавшие сближению иск-ва с жизнью. Темой мн. драматургич. произв. стало формирование новых духовных черт человека: "Его дети" (1963), "В защиту ищущих"

(1966) Р. Керндля, "Товарищество" И. Кнаута (1963), "Терра инкогнита" Кубы (К. Бартель) (1964), "Кошачье золото" X. Заломона (1964), "О титанах и людях" X. Клайнайдама (1967), "Фрау Флинц" X. Байерля (1961). Ряд пьес поев, становлению интеллигенции, вышедшей из рабочего класса,- "Актовый зал" Г. Канта (1968), роли женщины в обществе и семье - "Регина Б.- Один день из её жизни" 3. Пфаффа (1969), жизни молодёжи-"В девять на шоссе" (1964) и "Завтра придёт трубочист" (1968) К. Хаммеля, "Шалопай" X. Заломона

(1967). Историко-революц. баллада "Клаус Штёртебекер" Кубы (1959) явилась основой постановки массового театрализованного зрелища. Классовая борьба в деревне - тема пьесы Э. Штритматтера "Кацграбен" (1953). Новым обществ, отношениям в деревне поев, пьесы "Что было бы, если бы..."Х. Циннер (1959), "Решение Лене Маттке" (1959) и "Камни на дорогах" (1962) X. Заковского, "Невеста голландца" Штритматтера (1960), "Годы возмужания" Ю. Врезана (1968). Борьба за мир - в центре пьес "Процесс Веддинг" X. Хаузера (1953), "Белая кровь" (I960), "Процесс Ричарда Ваверли" (1963) Р. Шнайдера, обработки П. Хаксом комедии "Мир" Аристофана (1962). Преступное лицо фашизма и антифаш. борьба отражены в пьесах X. Циннер "Чёртов круг" (1953), "Равенсбрюкская баллада" (1961) и др. Сов.-герм, дружбе поев, пьеса "В конце ночи" X. Хаузера (1955). Большой обществ, и художеств, интерес вызвала постановка пьесы "На пути к Ле-н-ину" X. Байерля (1970, по новелле А. Куреллы). Во мн. театрах поставлены: "Любовь моряка" М. Фрейтага и И. Нестлера (1967), "Современники" А. Штольпера (1969), "Обходные пути" П. Гратцига (1970), "Я представлю тебе мир" X. Шрайтера (1971). Ставятся также пьесы прогрессивных зап.-герм. драматургов: Р. Хоххута, Г. Вейзенборна, X. Кипхардта, М. Вальзера и др. Театры обращаются к драматургии Эсхила, Софокла, Евршшда, Аристофана, Шекспира, Мольера, И. В. Гёте, Ф. Шиллера, Г. Э. Лессинга. Распространена драматургия А. Н. Островского, А. П. Чехова, А. С. Грибоедова, Н. В. Гоголя, Л. Н. Толстого. Весьма существенную роль в утверждении передовой направленности театр, иск-ва сыграли произв. М.Горького ("Васса Железнова", "Враги", "Мещане"). В репертуаре - пьесы нем. и иностр. авторов 19-20 вв.: Г. Кайзера, К. Штернхейма, Дж. Б. Шоу, Ш.О'Кейси, Ю. О'Нила, А. Миллера, Л. Хелман, А. Гатти, А. Адамова, Ф. Дюрренматта, М. Фриша, П. Вайса и др. Ставятся пьесы сов. авторов: К. А. Тренёва, Вс. Ива-

нова, В. Н. Билль-Белоцерковского, В. В. Вишневского, А. Н. Арбузова, В. С. Розова, Е. Л. Щварца, С. И. Алёшина, А. П. Штейна, В. А. Любимовой и др. В театрах ГДР создан сценич. образ В. И. Ленина (актёр В. Клайношег в спектаклях "Человек с ружьём" Н. Ф. Погодина- "Штатстеатр", Дрезден, 1951, "Кремлёвские куранты" Погодина - "Берлинер ансамбль", 1952).

Театры ГДР опираются в художеств, практике на гуманистич. наследие нем. театр, культуры, на традиции революц. театра Германии. Режиссёры, осуществляя идеи Брехта о театре, стремятся к созданию спектаклей, обращённых к мысли зрителей, приводящих их к осознанию необходимости изменения отживших обществ, отношений. Для ряда постановок характерен синтез жизненно-историч. элементов с агитационно-публицистическими, лаконичное декорационное оформление. Значит, вехой в развитии сценич. реализма стало изучение творчества реж. О. Брама и М. Рейнхардта. Одновременно осваиваются художеств, принципы сов. театра. В театр, ин-те в Веймаре по инициативе М. Валлентина, О. Гайара, О. Ланга с 1945 началась подготовка актёров по системе К. С. Станиславского, продолженная затем в Лейп-цигской высшей театр, школе (с 1970 - им. X. Отто) и в др. театр, школах. Среди театров ГДР: Нем. театр, "Каммер-шпиле", "Берлинер ансамбль", "Фолькс-бюне", "Театр им. М. Горького" в Берлине, "Театр им. Ханса Отто" в Потсдаме, Нем. нац. театр в Веймаре, "Шау-шпильхауз" в Лейпциге, "Театр дес фри-денс", "Ландестеатр" в Галле, "Штатстеатр" в Дрездене, "Театр им. Ф. Вольфа" в Нёйстрелице, "Фолькстеатр" в Росто-ке. Стали традиционными выступления крупных театр, коллективов в посёлках, артистов в заводских клубах, дворцах культуры.

Впервые в истории нем. театра созданы театры для детей и юношества. Работает 10 театров кукол. Имеются эстрадные театры и театрально-сатирич. кабаре. В округе Дрезден, населённом лужичанами, открыт "Дойч-сорбишес фолькстеатр" (Бауцен).

Большое значение для театр, иск-ва ГДР имела деятельность реж. В. Ланг-хоффа, Ф. Вистена, Э. Энгеля. В числе театр, деятелей: реж. Г. Вангенхейм, В. Хайнц, К. Кайзер, М. Валлентин, М. Векверт, В. Пинцка, Й. Геншерт, X. А. Пертен, Б. Бессон, Ф. Бенневиц, X. и И. Роденберг, X. Д. Меде, X. Шёнеман, Р. Бергхаус, П. Купке; актёры: Э. Буш, Э. Гешоннек, Э. Шалль, И. Келлер, В. Кайзер, X. Дринда, Г. Май, Э. Пеликовский, М.Флёрхингер, Ф.Золь-тер, К. Райхель, М. Данегтер, А. Мюллер-Шталь, Ф. Дюрен, X. Гросе, Н. Кристиан, Р. Людвиг, X. Шульце, А. Домрёзе, Э. Эше, X. Тате, А. Визневский, А. Бюргер; художники К. Аппен, X. Кильгер и др.

Работают гос. драматич. уч-ща в Берлине и Ростоке, уч. студийные театры при Лейпцигской высшей театральной школе, при Берлинском ун-те им. Гумбольдта, экспериментальные труппы "Театр им дриттен шток" при театре "Фолькс-бюне" (Берлин), "Келлертеатр" (Лейпциг) и др.

Театр, иск-во ГДР пользуется признанием за рубежом. Немецкий театр, "Берлинер ансамбль", "Театр дер фройнд-шафт" гастролировали в социалистич.

странах, а также в ФРГ и др. капита-листич. гос-вах. Режиссёры ГДР ставят спектакли в театрах Великобритании, Индии, Чили и др. Важные события театр, жизни - ежегодные Берлинские фестивали, Всемирный день театра. С 1959 ежегодно устраиваются рабочие фестивали иск-в, на к-рых показывают спектакли проф. и самодеятельные театр, труппы.

Издаются журналы: "Theater der Zeit" (с 1946), "Unterhaltungskunst" (с 1955), "Szene" (с 1966) и др.

Лит.: Deutsches Theater. Bericht iiber 10 Jahre, В., 1957; Erpenbeck F.. Aus dem Theaterleben, Aufsiitze und Kritiken, В., 1959; Wekwerth M., Theater in Veran-derung, В., 1960; Brecht В., Schriften zum Theater, Bd 6 - 7, В.- Weimar, 1964; Кah1er H-, Gegenwart auf der Buhne, В., 1966; Brecht-Dialog 1968, В., 1968; Thea-ter-Bilanz, Buhnen der DDR, В., 1971.

И. Я. Новодворская.

Цирк. Общее руководство цирками осуществляет гос. орган - нар. предприятие "Центральный цирк" (осн. в 1960). Под его контролем находятся 3 гос. передвижных цирка ("Аэрос", "Буш", "Беро-лино") и 5 частных цирков. "Центральный цирк" организует также гастроли цирков в стране и за рубежом. Цирки ГДР работают гл. обр. в марте - ноябре.

С 1956 в ГДР работает Студия эстрадного и циркового иск-ва. Издаётся журнал "Unterhaltungskunst", в к-ром наряду со статьями о цирке помещаются статьи по др. видам иск-ва.

Лит.: Weise R., Handbuch der Artistik..., Possneck, 1966. А. Я. Шнеер.

XVIII. Кино

Осн. проблематика киноискусства в 1950-х и отчасти 1960-х гг. - преступления нем. империализма и фашизма, возрождение реваншизма в зап.-герм. гос-ве, гуманистич. и революц. наследие нем. народа, демократич. преобразования в стране. Преступный характер фашизма показан в кинокартинах реж. К. Вольфа "Лисси" (1957), "Звёзды" (1959), "Профессор Мамлок" (1961), "Мне было 19" (1967), "Обманутые до последнего дня" (1957, реж. К. Юнг-Аль-сен), "Голый среди волков" (1963, реж. Ф. Бейер), "Приключения Вернера Хольта" (1965, реж. И. Кунерт) и в документальных лентах реж. А. и А. Торндайк "Ты и другой товарищ" (1956, в сов. прокате - "Это не должно повториться"), "Операция „Тевтонский меч"" (1958). О Движении Сопротивления рассказывали фильмы: "Сильнее ночи" (1954, реж. 3. Дудов), "Звали его Амиго" (1959, реж. X. Каров). Роль монополистич. капитала в развязывании 2-й мировой войны раскрывает художеств, фильм "Совет богов" (1950, реж. К. Метциг). На темы лжедемократии и реваншистской политики в Зап. Германии поставлены картины: "Осуждённая деревня" (1952, реж. М. Хель-берг), "Капитан из Кёльна" (1956, реж. 3. Дудов). Нем. рабочему классу и его борцам поев, фильмы: "Непобедимые" (1953, реж. А. Поль), "Эрнст Тельман - сын своего класса" (1954), "Эрнст Тельман - вождь своего класса" (1955) (реж. обоих фильмов К. Метциг), "Пока я жив" (1965, реж. Г. Райш). Большинство кинопроизв. 60-х гг. поев. совр. жизни, формированию социалистич. сознания у людей. Моральные проблемы исследуются в фильмах "Расколотое небо" (1964, реж. К.Вольф), "Жена Лота" (1965, реж. Э. Гюнтер), "Лучшие годы" (1965, реж. Г. Рюккер), "Время жить" (1969, реж. X. Земан), "Седьмой год" (1969, реж. Ф. Фогель), "В поле напряжения" (1970, реж. 3. Кюн) и др. Выпускаются также историч., детские, приключенч. фильмы.

Увеличилось число совместных постановок с др. странами, в т. ч. с СССР - "Пять дней - пять ночей" (1961, реж. Л. О. Арнштам), "Люди и звери" (1964, реж. С. А. Герасимов), "На пути к Ленину" (1970, реж. Г. Райш), "Гойя" (1971, реж. К. Вольф).

Центральное место в документальном кино занимает творчество реж. А. и А. Торндайк. Выпускаются также мульти-пликац., научно-популярные фильмы.

Среди актёров: Э. Гешоннек, Г. Зимон, У. Тайн, В. Кох-Хоге, М. Круг, А. Дом-рёзе, А. Бюргер, Г. Вольф, X. Дринда, М. Бёме, X. Шульце, А. Мюллер-Шталь, Э. Дункельман, Э. Франц, X. Геринг, X. Хиндемит, Э. С. Клайн, Л. Темпель-хоф, И. Рамайк, Ю. Хофман, Э. Эше, А. Мюллер, Ф. Дюрен, А. Визневский, И. Мюнх.

С 1955 в Лейпциге ежегодно проводится Междунар. кинофестиваль документальных короткометражных фильмов. Киноработников готовит Высшая школа кино и телевидения ГДР (Потсдам-Ба-бельсберг). Н.-и. работу ведут эта школа, Герм, академия иск-в (Берлин). Работает Гос. фильмархив (Берлин) - один из самых больших в Европе.

Издаются журналы "Filmspiegel" (с 1954), ежеквартальник "Filmwissenschaftliche Mitteilungen" (с 1960).

Выпускается 16-17 художеств, фильмов в год. Мн. фильмы удостоены премий на междунар. кинофестивалях. Работает (1971) ок. 860 кинотеатров.

Илл. см. на вклейке, табл. XVI (стр. 384-385).

Лит.: Тиссэ Э., Киноискусство Германской Демократической Республики, в кн.: Киноискусство стран народной демократии, М., 1952; DEFA - Spie.filme, 1946 - 1964, 1965, 1966, В., 1967; Knietzsch H., Film gestern und heute, 3 Aufl., В.- Lpz., 1967; 20 Jahre DEFA-Spie.film, В., 1968; Jahrbuch des Films, Bd 1-5, В., 1958 - 62; Filmobibliographischer Jahresbericht, В., 1966; Schauspieler, В., 1970.

ГЕРМАНСКАЯ КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ (ГКП) (Deutsche Kommunistische Partei). В конце сент. 1968 в ФРГ начал работу Федеральный комитет по созданию ГКП. 12-13 апр. 1969 в Эссене состоялся съезд ГКП, завершивший её формирование в качестве легальной " политич. партии. Съезд заслушал доклад представителя Федерального комитета К. Бахмана"3а единство действий в борьбе за демократическое обновление государства и общества", принял Программное заявление и Устав ГКП, избрал руководящие органы партии. В Программном заявлении подчёркивается, что ГКП является марксистской партией рабочего класса ФРГ, её деятельность основывается на учении К. Маркса, Ф. Энгельса, В. И. Ленина; действуя в духе революц. традиций нем. рабочего движения, она ставит целью социалистич. преобразование общества. Отмечается необходимость проведения в Зап. Германии глубоких демократич. изменений и ограничения власти крупного капитала. ГКП выступила в защиту экономич. и социальных требований трудящихся, за их участие в управлении, за расширение демократич. прав народа и отмену запрета Коммунистич. партии Германии (КПГ), за единство действий рабочего класса, против реваншистских и неонацистских сил, за укрепление европ. безопасности, за международно-правовое признание ГДР. В окт. 1970 состоялся 7-й пленум правления ГКП, к-рый призвал рабочий класс, всех демократов Зап. Германии развернуть борьбу за ратификацию Федеративной Республикой Германии подписанного в авг. 1970 советско-западногерманского договора и за его последовательное претворение в жизнь. Партия одобрила документы Совещания ком-мунистич. и рабочих партий в Москве в 1969. В июле 1971 был опубликован для обсуждения проект тезисов к очередному Дюссельдорфскому съезду ГКП - "Германская компартия против крупного капитала, за мир, демократический прогресс и социализм".

Парт, орг-ции строятся как по производств., так и по терр. принципу. Высший орган ГКП - съезд. В период между съездами работой партии руководит Правление, к-рое избирает Президиум. В янв. 1970 партия насчитывала ок. 30 тыс. чл. Пред. ГКП - К. Бахман. Центр, орган - еженедельная газета "Ун-зере цайт" ("Unsere Zeit").

Лит.: Protokoll des Essener Parteitages der Deutschen Kommunistischen Partei 12/13 April 1969, Hamb., 1969. Д.Н.Мочалин.

ГЕРМАНСКИЕ ЯЗЫКИ, группа родственных языков, распространённых преим. на 3. Европ. континента. Одна из ветвей индоевроп. семьи языков. Совр. Г. я.- английский, немецкий, нидерландский (голландский), фламандский, фризский, идиш (совр. еврейский, возник в 10- 12 вв., в его основе лежат средневерхне-нем. диалекты) -относятся к зап. группе. Шведский, датский, норвежский, исландский и фарерский языки образуют сев., или сканд., группу Г. я. Африкаанс (или бурский) Г. я., являющийся гос. языком ЮАР, произошёл из смешанных диалектов голл. яз., занесённых в Юж. Африку переселенцами из Голландии в 17 в. Под древними Г. я. понимается совокупность родств. диалектов, к-рые вместе с кельтскими, италийскими, иллирийскими и венетскими яз. относятся к зап. ареалу индоевроп. языковой общности. Как и совр. Г. я., древние Г. я. обладают сходными чертами в грамматике, словообразовании и словарном составе. Ср. готск. handus, др.-англ, hond, совр. англ, hand, др.-нем. hant, совр. нем. Hand, др.-исл. hond, швед, hand - "рука". В то же время для древних Г. я. характерно наличие значит, числа слов, не имеющих соответствий в др. индоевроп. языках (прежде всего термины мореходства). Для древних Г. я. характерны богатство фрикативных согласных и передвижение согласных, отличающее древние Г. я. от других индоевроп. языков. Вокализм древних Г. я. характеризуется сравнительной бедностью и многочисл. комбинаторными изменениями. Для древних Г. я. также характерно наличие двух типов склонения прилагательных - сильного (т. н. местоименного) и слабого. В глаголе древних Г. я. нет спец. форм будущего времени и отчётливой залоговой дифференциации. В то же время отмечается два типа спряжения: в сильном - прошедшее время образуется с помощью чередования гласных корня, в слабом - прошедшее время образуется с помощью дентального суффикса.

Древнейшие памятники Г. я. засвидетельствованы в т. н. рунических надписях (наиболее ранние, по-видимому, 3 в.). Письменность на базе лат. графики создаётся после распространения христианства, примерно с 8-9 вв. В нач. н. э. Г. я. выступают как языки мн. племенных группировок германцев на побережье Северного, Балтийского морей, в Ютландии и на юж. оконечности Скандинавии. О последовательности вычленения древних герм, племенных диалектов можно судить по различным источникам примерно с 1 в. до н. э. Вначале образовались северная (скандинавская) и южная (континентальная) группы. Затем в 3-1 вв. до н. э. произошли переселение из Скандинавии на континент вост.-герм, (виндильских) племён н обособление вост.-герм, группы на побережье Балтийского м.; во 2-3 вв. н. э.- передвижение готов в причерноморские степи и начало обособленного развития готского языка. К 1 в. происходит выделение внутри зап.-герм, области трёх групп: ингвеон-ской (североморской), иствеонской (рбйн-ско-везерской), эрминонской (приэльб-ской). В 5-6 вв. происходят переселение англо-саксов на Британские о-ва и обособление англо-саксонского как др.-англ, яз. (письменные памятники с 7 в.). Ок. 4-5 вв. саксы передвигаются с побережья Северного м. на Ю.-З., в сторону Везера и Рейна. Начиная с 1 в. эрминоны передвигаются с ниж. и ср. Эльбы в юж. Германию. В 3-5 вв. алеманны и баварцы, в дальнейшем носители "южнонемецких" диалектов, захватывают южнонем. земли (к 6 в. относится второе, "южнонемецкое", передвижение согласных; с 7 по 16 вв. южнонем. передвижение согласных распространяется в область сред-ненем. диалектов-франкского, гессенского, тюрингенского). С кон. 5 в. происходят экспансия франков (иствеонов) на Запад, в область романизированной сев. Галлии, и образование двуязычного франкского гос-ва Меровингов.

Предпосылкой формирования нем. народности и её языка (древневерхненем., письменные памятники с сер. 8 в.) было объединение под властью франков в гос-ве Меровингов и Каролингов (5-9 вв.) зап.-герм. племён - франков (иствеонов), але-маннов и баварцев (эрминонов), хаттов (гессов) и турингов, позднее саксов (инг-веонов). С 9 по 16 вв. происходит взаимодействие племенных диалектов внутри древневерхненем. яз. под влиянием франкского. С 5 в. происходит обособление сканд. яз. от континентального германского, с 7 в.- дифференциация вост. и зап. групп сканд. диалектов; в 5-6 вв.- заселение Ютландии данами (из вост. Скандинавии), во 2-й пол. 9 в.- заселение Исландии норвежцами (из зап. Скандинавии). С 12-13 вв. происходит формирование языков сканд. народностей - др.-швед, и др.-дат., др.-норв. и др.-исл. (памятники лат. письма с 12-13 вв.).

Лит.: Сравнительная грамматика германских языков в 5 тт., т. 1 - 4, М., 1962-66; Мейе А., Основные особенности германской группы языков, пер. с франц., М., 1952; Жирмунский В. М.. Введение в сравнительно-историческое изучение германских языков, М.- Л., 1964. Г. С. Щур.

ГЕРМАНСКИЙ СОЮЗ (Deutscher Bund), объединение герм, гос-в, образованное 8 июня 1815 на Венском конгрессе 1814-15. В состав Г. с. вошло сначала

39 гос-в (к 1866 число гос-в, входивших в Г. с., сократилось до 32), в т. ч. вольные города Бремен, Гамбург, Любек и Франкфурт-на-Майне. Членами Г. с. наряду с герм, и австр. монархами были англ, и голл. короли в качестве владетелей (соответственно) Ганновера и Люксембурга, а также дат. король в качестве владетеля Гольштейна и Лауэнбурга. Союзное собрание (сейм), состоявшее из представителей отд. гос-в, заседало во Франкфурте-на-Майне под председательством австр. делегата. Решения этого собрания практически не были обязательны для членов Г. с. Деятельность союзного собрания была направлена на подавление революц. и нац.-освободит, движения. Г. с. использовался австр. монархией, игравшей в нём руководящую роль, в борьбе с Пруссией за гегемонию в Германии. Во время Революции 1848- 1849 Г. с. распался, но в 1850 был восстановлен (см. Ольмюцское соглашение 1850). После разгрома Австрии в австро-прус. войне 1866 Г. с. был ликвидирован] в 1867 был создан Северо-Германский Союз во главе с Пруссией.

Документы: Protokolle der deutschen Bundes-Versammlung, Bd 1-24, Fr./M., 1817 - 31.

Лит.: Ilse F., Geschichte der deutschen Bundesversammlung. Bd 1 - 3, Marburg, 1860-62. Г. А. Hepcecoe.

ГЕРМАНСКОЙ ДЕМОКРАТИЧЕСКОЙ РЕСПУБЛИКИ - ВЕНГЕРСКОЙ НА-РОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ ДОГОВОР 1967 О дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи, см. Венгерской Народной Республики - Германской Демократической Республики договор 1967.

ГЕРМАНСКОЙ ДЕМОКРАТИЧЕСКОЙ РЕСПУБЛИКИ - ПОЛЬСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ ДОГОВОР 1967 О дружбе, сотрудничестве и взаимной помо-щ и, подписан 15 марта 1967 в Варшаве. Предусматривает дальнейшее развитие и укрепление дружбы и сотрудничества между ГДР и ПНР в соответствии с принципами социалистич. интернационализма, взаимной помощи и взаимной выгоды, на основе равных прав, уважения суверенитета и невмешательства во внутр. дела друг друга. Стороны обязались проводить политику мирного сосуществования гос-в с различным обществ, строем, продолжать в соответствии с Уставом ООН усилия для обеспечения мира и безопасности, смягчения междунар. напряжённости, прекращения гонки вооружений и достижения разоружения, ликвидации колониализма и неоколониализма. Договаривающиеся стороны заявили, что терр. целостность обоих гос-в и нерушимость границы ПНР по Одеру и Нейсе Лужицкой и границы между ГДР и ФРГ имеют важнейшее значение для европ. безопасности. Стороны обязались в соответствии с Варшавским договором 1955 принимать любые необходимые меры для того, чтобы предотвратить агрессию со стороны зап.-герм. сил милитаризма и реваншизма или к.-л. др. гос-ва или группы гос-в, вступивших с ними в союз; в случае их вооружённого нападений на одну из сторон другая сторона немедленно окажет ей помощь. Стороны решили продолжать усилия, направленные к мирному урегулированию германской проблемы на основе признания существования двух суверенных германских гос-в. Стороны условились рассматривать Зап. Берлин в качестве особой политич. единицы. Стороны договорились развивать и укреплять экономич. и науч.-технич. отношения, в соответствии с принципами СЭВ осуществлять координацию нар.-хозяйств. планов и кооперирование про-из-ва, развивать культурные, науч. и др. связи. Договор заключён на 20 лет. Публ.: "Dokumentation der Zeit", 1967, Н.,379 (Informations-Archiv); "Tribuna Ludu", 1967, 16. III. В. А. Бабенко.

ГЕРМАНСКОЙ ДЕМОКРАТИЧЕСКОЙ РЕСПУБЛИКИ - ЧЕХОСЛОВАЦКОЙ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ РЕСПУБЛИКИ ДОГОВОР 1967 О дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи, подписан 17 марта 1967 в Праге. ГДР и ЧССР в соответствии с принципами социалистич. интернационализма, на основе равноправия, уважения суверенитета и невмешательства во внутр. дела друг друга будут углублять дружбу и развивать сотрудничество во всех областях, включая экономические и научно-технические связи, координацию народнохозяйств. планов, кооперацию в области науч. исследований и произ-ва, отношения в области культуры, науки и др. Обе стороны в соответствии с Уставом ООН будут способствовать обеспечению мира и безопасности, последовательно проводить политику мирного сосуществования. Стороны констатировали, что Мюнхенское соглашение от 29 сент. 1938 (см. Мюнхенское соглашение 1938) было недействительно с самого начала со всеми вытекающими отсюда последствиями. Стороны условились рассматривать Западный Берлин в качестве особой политической единицы. Они отмечают, что достижение мирного урегулирования герм, вопроса на основе признания существования двух суверенных герм, гос-в и нормализация отношений между ними отвечают нуждам европ. безопасности. ГДР и ЧССР обязались эффективно защищать в соответствии с Варшавским договором 1955 неприкосновенность границ обеих стран и принимать все необходимые меры для того, чтобы воспрепятствовать агрессии сил зап.-герм, милитаризма и реваншизма. В случае вооруж. нападения на одну из сторон со стороны к.-л. гос-ва или группы гос-в др. сторона окажет ей немедленную воен. и др. помощь. Договор заключён на 20 лет.

Публ.: "Neues Deutschland", 1967, 18.III; "Rude pravo", 1967, 18. III. В. А. Бабенко.

ГЕРМАНЦЫ древние, обширная группа племён, принадлежавших к индоевропейской семье языков и занимавших к 1 в. до н. э. терр. между ниж. Рейном и Вислой, Дунаем и Балт. и Сев. морями и юж. Скандинавию.

В письм. источниках сведения о Г. впервые встречаются у Питеаса из Массилии (4 в. до н. э.), но лишь Юлий Цезарь (1 в. до н. э.) увидел в них особую этническую группу, отличную от кельтов.

Первые контакты между Г. и Римом относятся к концу 2 в. до н. э. (вторжение кимвров и тевтонов). В 58 до н. э. Цезарь нанёс поражение свевам во главе с Ариовистом, а в 55 отбросил за Рейн узипетов и тенктеров. В 1 в. до н. э. римлянам удалось поставить под свою номинальную зависимость Г., живших к В. от Рейна (вплоть до Везера), но с 1 в. н. э. в результате восстания херусков и др. герм, племён Рейн и Дунай стали границей между рим. владениями и владениями Г.; от ср. Рейна до верх. Дуная был выстроен рим. пограничный вал (limes roraanus).

По географич. признаку Г. делились на племена, жившие между Рейном, Майном и Везером (батавы, бруктеры, ха-мавы, хатты, убии и др.), на побережье Сев. м. (хавки, англы, варины, фризы), от ср. и верх. Эльбы до Одера (свевы, маркоманны, квады, лангобарды, сем-ноны), между Одером и Вислой (вандалы, бургунды, готы), в Скандинавии (свионы, гауты).

В 1 в. до н. э. Г. жили родовым строем. Для ряда герм, племён (особенно в Сев. Германии и Ютландии) характерны уже прочная оседлость и первенствующее значение земледелия. Нек-рые племена ещё не осели окончательно, особенно важную роль в их х-ве играло скотоводство. В земледелии господствовала переложная система. В первые века н. э. уже применялся плуг с жел. лемехом. Г. выращивали ячмень, рожь, овёс, возможно пшеницу, нек-рые овощи, а также лён, коноплю, вайду. В Сев. Германии из руды добывалось железо. Имелись медные и серебряные рудники. Г. известны были ткачество, гончарное дело. Существовал обмен как между германскими племенами, так и с соседними странами.

В 1 в. до н. э. основной хоз. единицей у Г. была родовая община. Частная собственность на землю отсутствовала. Члены общины совместно обрабатывали землю, к-рая ежегодно подвергалась переделу (между родами). В 1 в. н. э. (как можно судить по данным Тацита) у Г. появилась земледельч. община. Собственность на землю оставалась коллективной, но х-во велось теперь отд. семьями ("большими семьями"). Периодически происходили переделы земли. Все члены общины совместно пользовались неподелёнными угодьями. Г. жили деревнями или хуторами. Они строили бур-ги (городища), служившие убежищами во время войны. Гл. роль в произ-ве играли свободные общинники, к-рые имели равные права и обязанности (владения землёй, ношения оружия, участия в ополчении, посещения нар. собраний и т. д.). Но социальная дифференциация уже зарождалась. Существовало рабство патриархального типа. Гл. источником его была война. Из общей массы свободных начала выделяться родовая знать, в руках к-рой сосредоточивалось более значит, движимое имущество (рабы, скот и др.), а затем и большее количество земли, чем у остальных свободных. Вожди и знатные люди имели дружинников. Война, к-рая стала постоянным промыслом, играла большую роль в накоплении богатств. Знатные отличались от рядовых свободных одеждой и вооружением. Гл. социальным противоречием, зарождавшимся у Г., было противоречие между знатью и рядовыми общинниками. Начали возникать союзы племён, но они носили неустойчивый характер. Верховная власть в племени принадлежала нар. собранию, к-рое решало вопросы войны и мира и др. важные дела, избирало старейшин и воен. вождей племени, творило суд. Старейшина племени руководил ходом нар. собрания, ведал внеш. сношениями. Он получал часть суд. штрафов в свою пользу, а также добровольные дары от населения. Воен. вождь командовал ополчением во время войны. Он в большинстве случаев избирался из круга знатных семей. У нек-рых герм, племён к началу н. э. существовала королев, власть. Король с функциями и правами старейшины сочетал власть воен. вождя. Власть короля была ограничена нар. собранием и советом старейшин. Короли избирались всеми свободными, но из ограниченного круга знатных родов. В отд. случаях возникали зачатки наследств, королев, власти. Рядовые общинники продолжали участвовать в обществ. управлении: нар. собрание играло ещё важнейшую роль в жизни племени и рода, но, помимо нар. собрания, большое значение приобрёл совет старейшин, решающее влияние в к-ром имела родовая знать; в воен. деле гл. значение сохраняло ополчение всего племени (хотя роль дружин возрастала).

В 3-4 вв. у Г. заметен рост производит, сил. Применение плуга с жел. лемехом, колёсного плуга с широким ножом и отвальной доской стало почти повсеместным. Расширилась площадь обрабатываемых земель за счёт лесов. Предметы вооружения (шлемы и др.) и металлич. утварь свидетельствуют о значит, повышении искусства обработки металлов. Вошёл в употребление гончарный круг. Расширилась торговля с Римом. Отдельные герм, племена поступали на службу к Риму в качестве федератов или селились на рим. границе в качестве летов. У Г. произошла перегруппировка племён и возникли новые племенные союзы, к-рые носили более устойчивый характер, чем прежде: союзы алеманнов, саксов, франков, готов и др. Рост производит, сил вёл к усилению имуществ. дифференциации и к постепенному разложению родового строя. У Г. усиливались наследств, королев, власть и наследств, знать, ослабевало значение нар. собрания, возникали зачатки гос. власти. Установление более тесных контактов между Г. и Рим. империей, в свою очередь, ускоряло процесс разложения родового строя у Г. Во 2-3 вв. Г. усилили натиск на границы Рим. империи. Во 2-й пол. 2 в. происходила маркоманская война. Затем алеманны и бургунды, обитавшие прежде к В. от Эльбы, придвинулись к Рейну. В 3 в. алеманны захватили т. н. декумат-ные поля (земли между Рейном, Дунаем и Неккаром). Готам Рим уступил в кон. 3 в. Дакию. В 4-6 вв. Г. сыграли важнейшую роль в т. н. Великом переселении народов, одним из результатов к-рого явилось образование варварских королевств Г. на терр. Зап. Рим. империи. Взаимодействие обществ, отношений Г. с отношениями разлагавшегося рим. рабовла-дельч. об-ва имело важное значение для развития феодализма в ряде стран Зап. Европы. Герм, племена составили основу в формировании (этногенезе) ряда совр. зап.-европ. народов: немцев, голландцев, фламандцев, датчан, шведов, норвежцев и нек-рых др.; германские языки стали яз. мн. народов Европы.

Источниками изучения культуры Г. являются гл. обр. античные авторы, ар-хеологич., а также письм. памятники раннего средневековья (варварские правды, эпос и др.), в к-рых отражены пережитки духовной жизни предшеств. периода. У Г. существовало устное лит. творчество. Наибольшее значение имел героич. эпос, о к-ром сообщает уже Тацит, имелись также рабочие, свадебные, погребальные и боевые песни. Отношения внутри племени регулировались обычаем. Правовая традиция, к-рой пользовались на судебных собраниях, по-видимому, фиксировалась в стихотворной форме. Уже в начале н. э. (а может быть, и ранее) у Г. существовали письмена - руны, к-рые первоначально использовались лишь для магических и культовых целей. Для религиозных представлений Г. характерны почитание сил природы (огня, небесных светил), олицетворение их в виде богов (Вотан, Доннар, Циу). Нек-рые божества носили племенной характер, и поклонение им было локально ограничено. На сев. побережье Германии, напр., ряд племён почитал богиню Нерту. Согласно Тациту, Г . делали попытки составить генеалогию богов - прародителей отдельных племён; прародителем трёх осн. групп герм, племён, упоминаемых Тацитом,- ингвеонов, иствеонов и эрминонов - считался первый человек - Манн, сын бога Туисто, рождённого верховной богиней-матерью-землёй. Существовала вера в загробную жизнь, о чём свидетельствуют наличие оружия и предметов обихода в погребениях и культ предков. Во 2-й пол. 3-4 вв. обычай сожжения трупов умерших уступает место их захоронению. Г. приносили жертвы богам (людьми и животными). У них имелись жрецы и предсказательницы. В источниках упоминаются особые места культа - священные рощи, но храмов, очевидно, не было.

В соответствии со сдвигами в социальных отношениях, связанными с процессом разложения родового строя, и воздействием античной цивилизации духовная культура Г. в 4-5 вв. претерпевает изменения. Они выражаются в распространении христианства (у вестготов в 4 в., у бургундов и франков в 5 в. и т. д.), появлении собственной письменности (у вестготов в 4 в.), записи права (см. Варварские правды) и др.

Наступает расцвет искусства Г. "Филигранный стиль" изделий из золота со сканью и зернью сменился с 4 в. "по-лихромным стилем", распространявшимся гл. обр. готами; золотые изделия (часто в виде птиц или цикад) инкрустировались шлифованными альмандинами или гранатами, цветным стеклом или эмалью, золотые перегородки составляли красивый узор. В сер. 6 в. наступило господство "звериного стиля", всё более сложного плетения орнаментальных мотивов, среди к-рых различимы причудливые очертания фантастич. животных и птиц. Изобразит, иск-во было слабо развито и представлено несколькими рельефными изображениями божеств (4- 7 вв.). У Г. известны как хижины, так и дома на каркасе из вертикальных столбов, позже рубленые. Брусья, балки, колонки украшались резьбой и росписью.

Источи.: Древние германцы. Сб. документов под ред. А. Д. Удальцова, М., 1937.

Лит.: Энгельс Ф.,К истории древних германцев, Маркс К. иЭнгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 19; его же, Происхождение семьи, частной собственности и государства, там же, т. 21; Грацианский Н. П., К вопросу об аграрных отношениях древних германцев времени Цезаря, в его кн.: Из социально-экономической истории западноевропейского средневековья, М., 1960; Неусыхин А., Роль земледелия в хозяйственной жизни древних германцев, "Уч. зап. Ин-та истории Российской ассоциации научно-исследовательских институтов общественных наук ", 1927, т. 2; е г о же, Военные союзы германских племён около начала н. э., там же, 1929, т. 3; Удальцов А. Д., Родовой строй у древних германцев, в кн.: Из истории западноевропейского феодализма, М. - Л., 1934 ("Известия Гос. Академии истории материальной культуры", в. 107); Nоrdеn Е., Alt-Germanien Volker- und Namenge-schichtliche Untersuchungen, Lpz.- В., 1934; Otto К. Н., Deutschland in der Epoche der Urgesellschaft..., В., 1960; Walser G., Caesar und die Germanen, Wiesbaden, 1956; Piсtоn R., Early German art and its origins..., L., [1939]; Ноlmqvist W., Germanic art during the first millenium A. D., Stockh., 1955. A. P. Корсунский.

ГЕРМАФРОДИТ, 1) в др.-греч. мифологии сын Гермеса и Афродиты, юноша необычайной красоты, воспитанный наядами. По просьбе нимфы Салмакиды, страстно и безответно влюблённой в Г., боги слили её с Г. в одно существо, оказавшееся т. о. двуполым. 2) В биологич. и мед. значении - обоеполое существо, особь (животное или человек), обладающая признаками мужского и женского пола. См. Гермафродитизм.

ГЕРМАФРОДИТИЗМ, наличие признаков мужского и женского пола у одного и того же индивидуума. Г. у животных включает: собственно Г., в к-ром различают естеств. Г., свойственный опре-дел. группам животных, и аномальный Г., встречающийся у животных, нормально раздельнополых. Ср. Гинандроморфизм, Интерсексуальность.

Естественный Г. распространён среди беспозвоночных: он свойствен некоторым кишечнополостным (гидре), почти всем плоским червям (ресничным, сосальщикам, ленточным червям ), нек-рым кольчатым червям (пиявкам, малощетин-ковым кольчецам), нек-рым моллюскам и т. д.; среди позвоночных - нек-рым рыбам, напр. мор. окуню, мор. карасю. При естеств. Г. в организме образуются как яйцеклетки, так и сперматозоиды, причём способностью к оплодотворению обладают либо оба рода половых клеток (функциональный Г.), либо только один из них (афункциональный Г.). При функциональном Г. различают случаи, когда организмы: продуцируют преим. один род половых клеток и лишь время от времени другой; последовательно выступают в роли одного или др. пола; выполняют функции самцов и самок одновременно; пользуются для оплодотворения т. н. дополнит, самцами. Перекрёстное оплодотворение (экзогамию) при Г. обеспечивают: неодноврем. развитие разноимённых половых желез (мор. ракообразные, оболочники); строение полового аппарата, не допускающее поступления семени в жен. органы той же особи (ресничные черви, моллюски); невозможность образования зиготы из муж. и жен. клеток одной и той же особи (асцидия Ciona intestinalis).

Аномальный (патологич.) Г. наблюдается во всех группах животного мира, в т. ч. у высших позвоночных животных и человека; он может быть истинным (когда у одной особи имеются либо одновременно муж. и жен. половые железы, либо сложная железа, часть к-рой построена как яичник, часть - как семенник) или ложным (т. н. псевдогермафродитизм), когда у особи имеются половые железы одного пола, а наружные половые органы и вторичные половые признаки полностью или частично соответствуют признакам др. пола. К явлениям ложного Г. относятся, напр., муже-подобие самок, женоподобие самцов.

Н. А. Ильин.

Г. у человека - врождённый порок развития, характеризующийся наличием муж. и жен. половых признаков одновременно. При истинном Г. у одного лица есть половые железы того и другого пола (яичко и яичник); при этом функционально активной является одна из них, другая находится в состоянии атрофии или дегенерации. Изредка функционируют обе железы; может встречаться и двуполая (сложная) железа. Вторичные половые признаки (вид наружных половых органов, строение скелета, молочные железы, тип оволосения, характер голоса и психика) при Г. развиваются то по муж., то по жен. типу или имеют смешанный (неопределённый) тип. Если признаки истинного Г. распространяются не только на половые железы, но и на внутр. и наружные половые органы и вторичные половые признаки,- это полный истинный Г. Психич. склад и сексуальная направленность у лиц с истинным Г. в течение жизни изменчивы и имеют то мужской, то жен. характер. Чаще встречается псевдогермафродитизм - несоответствие между половыми железами и вторичными половыми признаками. Большую роль в дифференциации пола играют эндокринные факторы и хромосомные механизмы. Нарушения взаимоотношений гормонов, выделяемых корой надпочечников, половыми железами, гипофизом матери и плода и плацентой, отражаются на правильном формировании пола ребёнка во внутриутробный период, что может вызвать наличие половых желез одного пола и половых черт, присущих другому полу. По внеш. виду и строению наружных половых органов пол при псевдогермафродитизме установить почти невозможно. Если у мальчика муж. половые железы и жен. наружные половые органы - это муж. псевдогермафродитизм, к-рый может возникнуть при редких феминизирующих опухолях коры надпочечников матери, чрезмерном лечении её жен. половыми гормонами и др. Развитие у девочек наружных половых органов муж. типа и др. вторичных муж. половых признаков при наличии яичников, матки и труб определяет жен. ложный Г., возникающий в результате врождённой опухоли коры надпочечников матери, лечения её во время беременности муж. гормонами и нек-рыми др. гормональными препаратами. Мужской и женский ложный Г., в свою очередь, подразделяют на наружный, внутренний и полный. При наличии муж. половых желез и сходстве наружных половых органов с жен. говорят о наружном муж. ложном Г.; при наличии яичек и одновременно матки, труб, недоразвитых предстательной железы и семенных пузырьков - о внутр. муж. ложном Г.; сочетании неправильного развития наружи, и внутр. половых органов - о полном ложном Г.

Лечение: хирургическое, включая пластич. операции, гормонотерапия.

О причинах Г. см. в ст. Пол.

Л. М. Гольбер.

У высших растений естеств. смешаннополость обычно наз. однодомностью, в отличие от двудомности или раздельнополости. Термин "Г." в ботанике применяется чаще только к аномальному развитию тычинок у жен. экземпляров двудомных растений или пестиков - у муж. растений. У низших растении смешаннополость обозначается как гомоталлизм, а раздельнополость - как гетероталлизм.

Лит.: Брейтман М. Я., Клиническая семиотика и дифференциальная диагностика эндокринных заболеваний, [Л.], 1949; Либерман Л. Л., Врождённые нарушения половой дифференцировки, в кн.: Многотомное руководство по внутренним болезням, под ред. Е. М. Тареева, т. 7, М., 1966, с. 642 - 55. См. также лит. при ст. Пол.

ГЕРМЕЗИР, пустыня в Иране и Зап. Пакистане; см. Гермсир.

ГЕРМЕНЕВТИКА (греч. hermeneutike, от hermeneuo - разъясняю, толкую), экзегетика (греч. exegetike, от exegeomai - истолковываю), учение об истолковании текстов, преим. древних, первоначальный смысл к-рых затемнён вследствие их давности или недостаточной сохранности источников. Понимание достигается грамматич. исследованием языка, изучением ист. реалий и вскрытием намёков, смысл к-рых со временем сделался непонятным; конкретно-психоло-гич. изысканиями и рассмотрением закономерностей формы произведения. Применительно к Библии Г. (Hermeneutica Sacra) означает выяснение троякого смысла текста: чувственно буквального, отвлечённо-нравоучительного и идеально-мистического. Помимо лит-ры, Г. применяется также в музыке, в юриспруденции (толкование законов). Понятие Г. теперь мало употребительно и перекрывается более широким понятием интерпретация, имеющим в виду также и новую лит-ру.

Лит.: Бласс Ф., Герменевтика и критика, пер. с нем., Одесса, 1891; Горнфельд А., О толковании художественного произведения, "Русское богатство", 1912, № 2; Беляева-Экземплярская С. Н., Музыкальная герменевтика, "Искусство", 1927, кн. 4; Schleiermaсhеr F., Hermeneutik und Kritik..., В., 1833. А. Л. Гришунин.

ГЕРМЕС, в др.-греч. мифологии первоначально бог скотоводства и пастухов, позднее почитался как вестник олимпий-

ских богов, покровитель путников, купцов, бог торговли и прибыли, изобретатель лиры и пастушеской флейты, предводитель в хороводах нимф. В др.-рим. мифологии Г. соответствовал Меркурий.

ГЕРМЕС, малая планета, открыта в 1937 нем. астрономом К. Рейнмутом, среднее расстояние от Солнца 1,29 астрономической единицы. Вследствие значит. (0,47) эксцентриситета орбиты может приближаться к Земле на расстояние 0,004 астрономич. единицы. После 1937 Г. не наблюдался и считается утерянным.

ГЕРМЕТИЗАЦИЯ (от имени легендарного егип. мудреца Пермеса Трижды величайшего, к-рому, в числе прочего, приписывалось иск-во прочной закупорки сосудов), обеспечение герметичности стенок и соединений, ограничивающих внутр. объёмы аппаратов, машин, сооружений. Г. применяется в различных областях науки и техники. Способы Г. выбирают в зависимости от конкретных условий. Широко используют пайку и сварку соединений, газонепроницаемые литые детали, спец. вакуумные материалы, герметизирующие составы, уплотнения и т. д.

ГЕРМЕТИЗИРУЮЩИЕ СОСТАВЫ, герметики, материалы на основе различных полимеров, предназнач. для нанесения на болтовые, заклёпочные и др. соединения металлич. конструкций, приборов, агрегатов, для уплотнения стыков между панелями наружных стен зданий с целью обеспечения их непроницаемости. Кроме полимера, Г. с. содержат обычно наполнители (см. Наполнители полимерных материалов), вулканизующие агенты (см. Вулканизация) или отвердители (см. Отверждение полимеров) и др. компоненты. Г. с. применяют в виде паст, замазок или растворов в органич. растворителях. Герметизирующий материал образуется непосредственно на соединит, шве в результате вулканизации (отверждения) полимерной основы Г. с. или испарения растворителя.

Осн. требования к Г. с.: прочность и эластичность; высокая адгезия к металлам; устойчивость к действию рабочих сред (керосин, бензин, масла, спирт, кислоты, щёлочи, вода и др.); тепло- и морозостойкость; кроме того, Г. с. не должны вызывать коррозии металлов. Г. с., применяемые для защиты радиоэлектронной аппаратуры, должны обладать высокими электроизоляц. свойствами.

Наиболее распространённые Г. с. изготовляют на основе полисульфидных кау-чуков (напр., Г. с. типа У-30, УТ-32) и кремнийорганических каучуков (напр., Г. с. типа виксинт, ВПГ, сильней). Г. с. широко используют в авиац., автомоб., судостроительной и др. отраслях пром-сти, в строительстве. Они находят применение также и в областях, не связанных с их основным назначением, напр, в криминалистике, технике зубопротези-рования и др. для изготовления точных слепков и отливок.

Лит.: Кошелев Ф. Ф., Корнев А. Е., Климов Н. С., Общая технология резины, 3 изд., М., 1968; Справочник инженера-строителя, т. 1, 2 изд., под ред. И. А. Онуфриева и А. С. Данилевского, М., 1965.

ГЕРМЕТИЗМ (итал. poesia ermetica - герметическая поэзия), направление в итал. поэзия 20-30-х гг. 20 в. Само название подчёркивает его замкнутость, оторванность от действительности, уход в мир субъективных переживаний. Поэзия Г., проникнутая настроением чело-веч, одиночества, сочеталась с отрицат. отношением к фаш. идеологии. В Г. сохранился гуманистич. интерес к внутр. миру человека. Принцип модернистской поэтики Г.- абстрагирование от "непоэтической" реальности. Отсюда усложнённость образа, возникающего в результате цепи субъективных ассоциаций. Герметики стремились к макс, значимости слова как выражения чувства, а не мысли: слово должно через ритм и гармонию передавать скрытый мир душевных движений и состояний. Но значение слова у герме-тиков также субъективно, подчинено индивидуальной ассоциации и часто лишено общепринятого смысла.

Крупнейшие поэты Г.- Э. Монтале, Дж. Унгаретти. В творчестве Монтале 30-х гг. наиболее отчётливо проявились трагич. ощущение мира и отчаяние.

Заложенные в Г. гуманистич. тенденции, его неприятие фашизма позволили выдающимся поэтам-герметикам под влиянием Движения Сопротивления в период второй мировой войны 1939-45 и поражения фашизма выйти из плена субъективизма. Поэты С. Квазимодо, С. Соль-ми, начинавшие как герметики, обратились к изображению душевной жизни человека в тесной связи с его борьбой за лучшее будущее в совр. мире.

Лит.: Flora Fr., La poesia ermetica, Bari, 1936; его же, Storia della letteratura italiana, [9 ed.], v. 5, [Mil., 1957]; Petrucciani M., Lapoetica dell'ermetismo italiano, Torino, [1955]; Ramat S., L'ermetismo, Firenze, 1969. 3. M. Потапова.

ГЕРМЕТИКИ, см. Герметизирующие составы.

ГЕРМЕТИЧЕСКОЕ ПРОИЗВОДСТВЕННОЕ ЗДАНИЕ, промышленное здание, в к-ром все или значит, часть производств, помещений изолированы от не-посредств. воздействий наружной среды (темп-ры и влажности воздуха, солнечных лучей, пыли, шума и т. п.). Г. п. з. строятся в тех случаях, когда по требованиям технологии произ-ва должны строго соблюдаться температурно-влажностный и сан.-гигиенич. режимы помещения (электронная и радиопром-сть, точное приборостроение, прецизионное станкостроение, произ-во хим. волокон и др.).

Г. п. з. позволяют во мн. случаях получить значит, экономич. эффект за счёт уменьшения брака и повышения качества выпускаемой продукции.

ГЕРМЕТИЧНОСТЬ, способность оболочки (корпуса), отдельных её элементов и соединений препятствовать газовому или жидкостному обмену между средами, разделёнными этой оболочкой. Г.-условие работоспособности мн. систем, аппаратов и приборов. Требования к степени Г. оболочки (допустимый обмен) определяются исходя из условий