загляните на купон-скидку или справочники: окна kbe, окна veka, окна rehau, остекление балкона, остекление лоджии, изготовление окон, монтаж окон, остекление, производство окон, металлопластиковые окна, окна пвх, пластиковые окна, установка окон, стеклопакеты и евроокна.



ВСЁ О СТРОИТЕЛЬСТВЕ, ЖЕЛЕЗОБЕТОНЕ, БЕТОНЕ, АРХИТЕКТУРЕ И НЕ ТОЛЬКО...:
ОПРЕДЕЛЕНИЯ:

АСФАЛЬТИРОВАНИЕ, устройство асфальтобетонных покрытий на автомобильных дорогах, улицах, аэродромах и т. п. путём укладки и уплотнения асфальтобетонной смеси по предварительно подготовленному основанию. В зависимости от назначения покрытия асфальтобетонную смесь (асфальтобетон) укладывают в один или два слоя на основание из щебня, гравия (нежёсткое основание) или бетона (жёсткое основание). Нижний слой толщиной 4-5 см устраивают из крупно- или среднезерни-стой смеси с остаточной пористостью 5-10% ; верхний слой толщиной 3-4 см-из средне- или мелкозернистой смеси (остаточная пористость 3-5%). При тяжёлых нагрузках и интенсивном движении транспорта покрытия устраивают 3-4-слойными общей толщиной 12-15 см. АСФАЛЬТИРОВАНИЕ начинается с очистки основания от пыли и грязи механич. дорожными щётками и поливомоечными машинами, исправления неровностей основания, обработки его поверхности жидким битумом или битумной эмульсией. Асфальтобетонная смесь приготовляется в асфальтобетоно-смесителях на стационарных или полустационарных заводах (установках), доставляется на место автомобилями-самосвалами и загружается в приёмный бункер асфалътобетоноукладчика, к-рый укладывает, разравнивает и предварительно уплотняет смесь. Окончат. уплотнение осуществляется катками дорожными. .


КОММУНАЛЬНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО, отрасль строительства, занятая сооружением объектов, связанных с обслуживанием жителей городов, посёлков городского типа, районных сельских центров и населённых пунктов сельской местности. В числе этих объектов: системы водоснабжения и канализации с очистными сооружениями и сетями; сооружения городского электрического транспорта с путевым, энергетическим хозяйством, депо и ремонтными предприятиями; сети газоснабжения и теплоснабжения с распределительными пунктами, районными и квартальными котельными; электрические сети и устройства напряжением ниже 35 кв; гостиницы; городские гидротехнические сооружения; объекты внешнего благоустройства населённых мест, озеленения, дороги, мосты, путепроводы, ливнестоки; предприятия санитарной очистки, мусороперерабатывающие и др. Планомерное развитие КОММУНАЛЬНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА в СССР началось ещё в 1-й пятилетке и осуществлялось нарастающими темпами до начала Великой Отечеств, войны 1941-45. В годы 4-й пятилетки (1946-50) проводились работы по восстановлению объектов коммунального назначения, разрушенных во время нем.-фаш. оккупации. В последующие годы КОММУНАЛЬНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО велось высокими темпами в связи с бурным развитием промышленности, культуры, увеличением численности городов и посёлков городского типа .
ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО, теория и практика планировки и застройки городов (см. Город). ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО определяют социальный строй, уровень развития производственных сил, науки и культуры, природно-климатичие условия и национальные особенности страны. ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО охватывает сложный комплекс социально-экономических, строительно-технических, архитектурно-художественных, а также санитарно-гигиенических проблем. Общим для ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО досоциалистических формаций является большее или меньшее влияние на него частной собственности на землю и недвижимое имущество..
ЗЕЛЁНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО, составная часть современного градостроительства. Городские парки, сады, скверы, бульвары, загородные парки (лесопарки, лугопарки, гидропарки, исторические, этнографические, мемориальные), национальные парки, народные парки, тесно связанные с планировочной структурой города, являются необходимым элементом общегородского ландшафта. Они способствуют образованию благоприятной в санитарно-гигиеническом отношении среды, частично определяют функциональную организацию городских территорий, служат местами массового отдыха трудящихся и содействуют художественной выразительности архитектурых ансамблей. При разработке проектов садов и парков учитывают динамику роста деревьев, состояние и расцветку их крон в зависимости от времени года.

Главная страница
Поиск по сайту
Оглавление страниц

Объяснение слов: словарь, справочник, информация. Строительство, экономика, промышленность - все сферы жизни: от А до Г, от Г до П и от П до Я

рылены коммунистическим идеалом, хотя и в религиозных формулах. Протест против феодального гнёта и религ. ханжества выразился в творчестве мейстерзингера Г. Сакса (1494-1576), сатирика И. Фишарта (1546-90) и в примечательных народных книгах (лубочные издания): о Тиле Эйленшпигеле (1515), Шильдбюр-геры (1598), История о докторе Иоганне Фаусте (1587).

Лит-ра 17 в. развивалась в условиях Тридцатилетней войны и общего духовного кризиса. М. Опиц (1597-1639) отстаивал принципы классицизма, пытаясь в то же время преодолеть зависимость нем. лит-ры от др. европ. лит-р (Книга о немецкой поэзии, 1624). Наибольшее распространение получает лит-pa барокко (Д. К. Лоэнштейн, 1635- 1683; К. Г. Гофмансвальдау, 1617-79), с к-рой связано творчество драматурга и поэта А. Грифиуса (1616-64) и прозаика X. Я. К. Гриммельсхаузена (1621 - 1676), автора Симплициссимуса (1669)- вершины нем. лит-ры 17 в., -реалистически отразившего трагич. судьбу народа в опустошённой войной стране. Выразителями тенденций раннего Просвещения явились К. Вейзе (1642-1708) и К. Рейтер (1665- ок. 1712). В 18 в.

И. К. Готшед (1700-66) способствовал развитию лит-ры и театра раннего Просвещения по образцу франц. классицизма, но только в творчестве Г. Э. Лессинга (1729-1781) лит-pa нем. Просвещения обрела антиабсолютистский характер и достигла высшего развития. В его баснях и драмах (Минна фон Барнгельм, 1767; Эмилия Галотти, 1772; Натан Мудрый, 1779) поставлены наболевшие общественные вопросы; в Лаокооне (1766) и Гамбургской драматургии (1767-69) обоснованы принципы просветит, реализма и нац. искусства. К. М. Виланд (1733-1813) положил романом Агатон (1766) начало жанру нем. воспитательного романа. Лирика Ф. Г. Клопштока (1724-1803), выражавшая самосознание передовой части нем. бюргерства, оказала большое влияние на молодых поэтов.

В 70-е гг. 18 в. писатели Бури и натиска, развивая демократия, идеи Лессинга, выступают против классицистов, выдвигают чувство, страсть как определяющее начало. Один из основоположников этого направления и его крупнейший теоретик И. Г. Гердер (1744-1808) обратился к сокровищам фольклора и наметил историч. подход к вопросам нац. лит-ры и иск-ва. Наряду с Я. Лендом (1751-92), Ф. М. Клингером (1752- 1831), К. Ф. Д. Шубартом (1739-91), Г. Л. Вагнером (1747-79), Г. А. Бюргером (1747-94), И. Г. Гаманом (1730-1788), И. Г. Якоби (1740-1814), в русле этого движения начинают творчество И. В. Гёте (1749-1832) и О. Шиллер (1759- 1805). Художеств, открытием века явилась лирика молодого Гёте и его первая нем. историч. драма Гёц фон Берлихин-ген (1773); мировую славу завоевал его сентиментальный роман Страдания юного Вертера (1774), выражающий протест против закрепощения личности сослов-но-абсолютистским общественным строем. Бунтарским пафосом проникнуты драмы молодого Шиллера: Разбойники (1781), Коварство и любовь (1784), Дон Кар-лос (1787).

В конце 80-х гг. Гёте и Шиллер разрабатывают эстетич. программу т. н. веймарского классицизма, развивая идеи И. И. Винкельмана (1717-68), призывавшего возродить в иск-ве антич. образ гармоничного человека. Отражая противоречие между революц. содержанием эпохи и нац. отсталостью, веймарский классицизм наряду с программой эстетич. воспитания искал действенных путей преобразования общества. Но клас-сицистич. трагедия Ифигения в Тавриде (изд. 1787) и стихи в стиле антич. поэзии составляют лишь одну грань в исканиях Гёте, параллельно развивалась реалистич. линия его творчества - были созданы историческая драма Эгмонт (1788) и воспитат. роман Годы учения Вильгельма Майстера (1793-96).

Великая франц. революция, активным участником к-рой был крупнейший нем. демократ 18 в. Г. Форстер (1754-94), оказала влияние и на творчество писателей, не принявших её или принявших с оговорками. Духом переломной эпохи овеяны историч. драмы Шиллера, испытавшего влияние этики и эстетики И. Канта (трилогия Валленштейн, 1797-99). Новым было у Шиллера изображение народа как движущей силы общества (особенно в -Вильгельме Телле, 1804). Грандиозным итогом европ. просветит, мысли 18 в. явился Фауст (1808-32)

Гёте, выразивший страстную веру в могущество труда и познания.

На рубеже 18-19 вв. возник романтизм (бр. Шлегели - Фридрих, 1772-1829, и Август, 1767-1845, Л. Тик, 1773-1853). Явившаяся следствием разочарования бурж. прогрессом, не давшим ожидаемых социальных и культурных перемен, ро-мантич. лит-pa принимала разные формы и имела разные тенденции. Если лирика, проза (Гиперион, 1797-99) и драматургия (Смерть Эмпедокла, 1798-99) И. К. Ф. Гёльдерлина (1770-1843) озарены идеями Великой франц. революции, то его современник Ф. Л. Новалис (1772- 1801) идеализировал феод, средневековье (Генрих фон Офтердинген, 1802). Защита прусской государственности и ненависть к Наполеону сочетались у Г. Клейста (1777-1811) с раскрытием реальных противоречий и антигуманизма бурж. общества. Положит, роль сыграло обращение романтиков к нар. поэзии (сб. Волшебный рог мальчика А. Арнима, 1781-1831, и К. Брентано, 1778-1842; Детские и семейные сказки, 1812-14, бр. Гримм - Якоба, 1785-1863, и Вильгельма, 1786-1859), оказавшее плодотворное влияние на романтич. лирику И. Эйхендорфа (1788-1857), В. Мюллера (1794-1827) и молодого Г. Гейне (1797-1856). Э. Т. А. Гофман (1776- 1822), творчество к-рого соединяет реальный и фантастич. планы, выступает с са-тирич. обличением феод, мира (Житейские воззрения кота Мурра, 1820-22), гениально раскрывает трагедию отчуждения человека в бурж. обществе (Крошка Цахес, 1819), получившую яркое воплощение также в новелле Петер Шле-миль (1814) А. Шамиссо (1781-1838). Мотивы Книги песни (1827) Г. Гейне уже открывают путь к преодолению самой романтики. К революционно-демо-кратич. взглядам приходит Гейне в кн. Путевые картины (1826-31).

Сочувствие Июльской революции 1830 во Франции (Л. Берне, 1786-1837, Письма из Парижа, 1832-34) выражено в полемике против романтизма и традиций нем. классицизма, начатой группой писателей Молодая Германия, объединившейся на либеральной основе (Л. Вин-барг, 1802-72, К. Гуцков, 1811-78, Г. Лаубе, 1806-84, и др.). Поэзия уступает место прозе, публицистике и драматургии. Большой интерес представляют историч. драмы К. Д. Граббе (1801-36) и Гуцкова. Выделяется творчество Г. Бюх-нера (1813-37), чья драма Смерть Дантона (1835) оценивает франц. революц. опыт в свете плебейской проблематики. Его социальная трагедия Войцек (1837, опубл. 1879) и прокламация Гессенский сельский вестник (1834) направлены против социального и политического угнетения.

Первым органом, пропагандирующим новые эстетич. принципы, стала Рейнская газета (1842-43), редактором к-рой был К. Маркс. В политич. поэме Германия, зимняя сказка (1844), в сб. Современные стихотворения (1843- 1844), в публицистике Гейне развивает социалистич. идеалы в духе Сен-Симона. Политич. лирика становится ведущим лит. жанром накануне бурж.-демократич. революции - Ф. фрейлиграт (1810- 1876), Г. Гервег (1817-75; Стихи живого человека, 1841), А. Гласбреннер (1810- 1876; Запрещённые песни одного немецкого поэта, 1844; сатирич. эпос Новый Рейнеке-Лис, 1846).

После восстания силезских ткачей (1844) в лит-ру приходит новый герой - пролетарий. Но если поэты - истинные социалисты и авторы первых романов на тему о рабочем классе (Э. Вилькомм, 1810-86; Л. Отто-Петерс, 1819-95; Р. Пруц, 1816-72) ограничиваются сочувствием и состраданием, то в творчестве поэтов Новой Рейнской газеты (1848-49), тоже руководимой Марксом, судьба рабочего класса раскрывается с позиций науч. социализма. Поэт Г. Веерт (1822-56) повестью Юмористические наброски из немецкой торговой жизни (1847-48) и романом Жизнь и приключения знаменитого рыцаря Шнапганского (1849) поднял нем. социалистич. лит-ру до уровня нац. лит-ры.

После Революции 1848-49 в Г. завершается великая эпоха нем. лит-ры, начатая Лессингом. Процесс становления критич. реализма не образовал в нем. лит-ре единого направления. Творчество Т. Шторма (1817-88), Б. А. Ауэрбаха (1812-82), Ф. Рейтера (1810-74) не вышло за пределы областнич. лит-ры. Популярностью пользовались романы Ф. Шпильгагена (1829-1911). Самый значит, художник-реалист этого времени - Т. Фонтане (1819-98), автор повести Шах фон Вутенов (1883), романов фрау Женни Трейбель (1892), Эффи Брист (1895), где нравы бурж.-аристо-кратич. общества подвергаются острой критике.

Иными путями шло развитие нем. драмы. В творчестве Ф. Хеббеля (1813-63) и Р. Вагнера (1813-83), по-новому преломивших традиции романтизма, появляются реакц. тенденции. Единств, революц. драма этого периода, примыкающая к шиллеровской традиции,- историч. драма Ф. Лассаля (1825-64) Франц фон Зиккинген (1859). Во 2-й поя. 19 в. появилась апологетическая по отношению к юнкерско-бурж. гос-ву лит-pa: историч. романы Ф. Дана (1834-1912), драмы Э. Вильденбруха (1845-1909), роман Г. Фрейтага (1816-95)Приход и расход (1855). В творчестве Ф. Ницше (1844- 1900), философа и писателя, критика бурж. либерализма, мещанской морали и декаданса в иск-ве сочетается с антидемократизмом, культом силы, проповедью имморализма, позднее взятыми на вооружение империалистич. реакцией.

В конце 19 в. рост рабочего движения вызвал к жизни пролет, лит-ру (историч. роман о Крест, войне 16 в. За свободу, 1898, Р. Швейхеля, 1821-1907, и др.). Одним из выдающихся марксистских лит. критиков и историков лит-ры герм, пролетариата стал Ф. Меринг (1846- 1919). Нек-рые демократически настроенные писатели сыграли немаловажную роль в появлении натурализма. Роль натурализма в нем. лит-ре во многом отлична от судьбы этого направления во Франции. Часть задач, не решённых нем. критич. реализмом после 1848, решили нем. натуралисты - тема выступлений пролетариата вошла в творчество Р. Де-меля (1863-1920) и др. Как натуралист начал свой путь выдающийся драматург Г. Гауптман (1862-1946; Перед восходом солнца, 1889), его драма Ткачи (1892) изображает силезское восстание 1844.

Но уже к нач. 20 в. у импрессионистов А. Хольца (1863-1929), И. Шлафа (1862-1941) возникает реакция против натурализма. Появляются нереалистич. течения - неоромантизм, символизм и др.

Однако если в Потонувшем колоколе (1896) Гауптмана символика продолжала выражать гуманистич. искания, то символизм и апология государственности С. Георге (1868-1933) были откровенным проявлением декаданса.

В те же годы набирает силы реализм в немецкой литературе. Углубляется социальный анализ в романе Т. Манна (1875-1955) Будденброки (1901), в первых романах Г. Манна (1871-1950) и Б. Келлермана (1879-1951). Становление реализма происходит в сложном взаимодействии с нереалистич. течениями (черты эстетизма в Богинях, 1903, Г. Манна, влияние импрессионизма на раннего Келлермана). Одна из гл. тем Т. Манна - трагич. судьба художника в бурж. обществе (новеллы Тонио Кре-гер, 1903, Смерть в Венеции, 1913). Г. Манн продолжает традиции нем. сатиры и, обращаясь к гротеску, обличает бурж.-монархич. Г. (Учитель Гнус, 1905, Верноподданный, опубл. в Г. 1918). Создаёт сатирич.-комедийные пьесы К. Штернхейм (1878-1942).

Накануне 1-й мировой войны, в обстановке нарастающего революц. кризиса, зарождается экспрессионизм; бунтуя против капиталистич. действительности, он не столько изображал её, сколько выразил отвращение к ней (поэты Г. Тракль, 1887-1914, и Г. Хейм, 1887-1912). Экстатичная экспрессионистская лирика и драматургия призывают к обновлению мира, но абстрактно, утопически (драмы В. Газенклевера, 1890-1940, Г. Кайзера, 1878-1945, Э. Толлера, 1893-1939). Наибольшей остротой и пафосом борьбы насыщено творчество писателей, группировавшихся вокруг журн. Акцион (Aktion). Многие из них связали свою судьбу с борьбой пролетариата (И. Бе-хер, 1891-1958, Толлер, Р. Леонгард, 1889-1953). Журнал приветствовал Вел. Октябрьскую революцию, опубл. статьи В. И. Ленина и др. деятелей рус. революции. Влияние экспрессионизма испытывают мн. реалисты (Г. Манн, Кобес, 1925; Л. Франк, 1882-1961, Человек добр, 1917; Келлерман, 9 Ноября, 1920).

В годы, следовавшие за Великой Окт. революцией в России, Ноябрьской революцией в Г., классовыми боями нач. 20-х гг., в лит-ре возникли сложные процессы. На основе реакц. апологизи-рующей лит-ры начала века возникла лит-pa, проповедующая контрреволюцию, шовинизм и агрессию и кончившая фаш. антииск-вом. С другой стороны, в союзе с неуклонно растущей социалистич. лит-рой укрепляется гуманистич. бурж. лит-pa. Т. Манн создаёт новый жанр - интеллектуальный роман (Волшебная гора, 1924). В связи с усилением реакции актуальное значение приобретает анти-воен. тема (роман Э. М. Ремарка, 1898- 1970, На Западном фронте без перемен, 1929, книги Л. Ренна, р. 1889, первые романы А. Цвейга, 1887-1968). Социальные противоречия бурж. общества находят отражение в произв. Л. Франка, Г. Фаллады (1893-1947), А. Дёблина (1S78-1957), автора романа Берлин, Александерплац (1929), и Л. Фейхтвангера (1884-1958) в романе Успех (1930), где предупреждается об опасности фашизма. Во 2-й пол. 20-х гг. при поддержке Союза пролетарских революц. писателей (1928) развивается пролет. лит-pa. Вместе с писателями, вышедшими из школы экспрессионизма (И. Бехер,

Ф. Вольф, 1888-1953), молодое поколение литераторов (А. Зегерс, р. 1900, В. Бредель, 1901-64, Э. Вайнерт, 1890-1953, Э. Э. Киш, 1885-1948, Г. Мархвица, 1890-1965, и др.)закладывает основы нового художеств, метода. Приходит к марксизму Б. Брехт (1898- 1956), разрабатывающий концепцию эпич. театра. Его пьесы Трёхгрошовая опера (1928), Святая Иоанна (1929-30), Мать (1930-32) обличают бурж. общество с позиций революц. пролетариата. После установления в Г. фаш. диктатуры (1933) эмигрируют Т. Манн, Г. Манн, Л. Фейхтвангер, Э. М. Ремарк, Л. Франк, А. Цвейг, Б. Брехт, И. Бехер, А. Зегерс, Э. Вайнерт и др. В Г. остаются Гауптман, Г. Фаллада, Келлерман, Ри-карда Хух, но в лит. жизни страны почти не участвуют. Героич. страницу вписали в историю нем. лит-ры поэты - участники Сопротивления (напр., Моабитские сонеты А. Хаусхофера, 1903-45, найденные после расстрела автора). Самым значительным было творчество антифашистской эмиграции, развивающее реалистические традиции. Окрепла и выросла литература социалистич. реализма, расцвела поэзия И. Бехера. Были созданы романы Испытание (1935) В. Бределя, Седьмой крест (1939) и Транзит (1943) А. Зегерс, пьесы ф. Вольфа (1888-1953), лучшие пьесы Брехта: Мамаша Кураж и её дети (1939), Добрый человек из Сезуана (1938-40), Карьера Артуро Уи (1941), первая редакция Жизни Галилея (1938-39). Мировое признание завоевал антифаш. исто-рич. и филос. роман: трилогия Иосиф и его братья (1933-43) Т. Манна и Иудейская война (1932) Фейхтвангера. По-новому решён вопрос о призвании художника в романах Б. Франка Сервантес (1934) и Т. Манна Лотта в Веймаре (1939) - о Гёте. Г. Манн создал гуманистич. роман-дилогию о Генрихе IV (1935-38). Пёстрый состав эмиграции изображён в Изгнании (1939) Фейхтвангера и в Триумфальной арке (1946) Ремарка. Лучшие книги этого времени, проникнутые озабоченностью судьбами Г. и всего человечества, вписали славную страницу в историю нем. гуманистич. лит-ры.

После разгрома фашизма Т. Манн, Г. Манн, Фейхтвангер, Ремарк не вернулись на родину. Они продолжали разрабатывать темы, связанные с их антифаш. позицией. Ремарк раскрывает трагедию рядового немца, жертвы и соучастника нац. катастрофы, порождённой фашизмом. Итог своим раздумьям над судьбами цивилизации подвёл Т. Манн в романе Доктор Фаустус (1947).

Для Фейхтвангера итоговой явилась серия его послевоен. историч. романов, изображающих эпоху Великой франц. революции (Гойя, 1951, Лисы в винограднике, 1947, Мудрость чудака, 1952). Последний роман Фаллады Каждый умирает в одиночку (1947) отражает антифаш. взгляды писателя.

С 1949 начинается самостоят, развитие лит-ры ГДР и ФРГ.

Лит.: Пуришев Б. И., Очерки немецкой литературы XV - XVII вв., М., 1955; История немецкой литературы, т. 1 - 4, М., 1962-68; Неустроев В. П., Немецкая литература эпохи Просвещения, М., 1958; Луначарский А. В., Собр. соч., т. 4. 5, 6, М., 1964-65; Реиман П., Основные течения в немецкой литературе, 1750 -1848, пер. с нем., М., 1959; Шиллер Ф. П., Очерки по истории немецкой революционной поэзии XIX в., М., 1933; Литературная теория немецкого романтизма. Сб., под ред. Н. Я. Берковского, Л., 1934; Жирмуиский В. М., [Предисловие и вступительные статьи], в кн.: Немецкие демократы XVIII века, М., 1956; Николаева Т. С., Поэзия немецкой революции 1848, Саратов, 1961; Фридлендер Г. М., К. Маркс н Ф. Энгельс и вопросы литературы, М., 1962; Фрадкин И., Литература новой Германии, М., 1961; Вильмонт Н., Великие спутники, М., 1966; М и 1 1 е г J., Wirklichkeit und Klassik..., [В., 1955]; V о е g t Н., Die deutsr.he jakobinische Li-teratur und Publizistik, 1789 - 1800, В., 1955; S о k e 1 W. H., Der literarische Expressionis-mus, Munch., 1959. С. В. Typaee.

IV. Архитектура и изобразительное искусство

Художеств, культура Г. несёт отпечаток напряжённой духовной жизни народа, острой борьбы идей. На протяжении тысячелетия формировались характерные черты нем. иск-ва - богатство типов нар. и проф. зодчества, тяга к индивидуализации образов, к психологич. экспрессии и задушевному лиризму, любовь к ярким бытовым деталям. На терр. Г. найдены памятники иск-ва палеолита (женские статуэтки, резные и гравированные фигурки животных), неолита (керамика, фигурки людей и животных, мегалитич. гробницы, свайные постройки), бронзового и жел. веков (иск-во германцев, кельтов, иллирийцев, славян, балтийских племён). В начале нашей эры на Ю. и 3. возникли др.-рим. города и лагери с кам. постройками, а к 1-му тыс. н. э. относится расцвет культуры германцев на 3. (каркасные и сруоные дома с резьбой и росписью; украшения - филигранные, по-лихромные и звериного стиля; изображения божеств) и славян на В. (религ. центры с храмами и статуями - Ретра, Аркона).

Собственно нем. иск-во сложилось в ср. века. Феодализация, усвоение христ. догматики, элементов позднеантичной и визант. культуры определили характер иск-ва 8-9 вв., связанного с "Каролингским возрождением". Развивалось кам. зодчество, в т. ч. светское (резиденции в Ахене и Ингельхейме); сохранились торжеств, тяжеловесные центрич. капеллы (дворцовая в Ахене, до 798-805; Санкт-Михаэль в Фульде, ок. 820-822), базиликальные церкви с плоским покрытием и вестверком (в Корвее, 822-885). В придворных и монастырских мастерских выполнены замечат. образцы резьбы по кости и миниатюры. Каролингские традиции стали базой для нем. ранне-романского оттоновского иск-ва (2-я пол. 10-1-я пол. 11 вв.). Его памятники - суровые, геометрически четко расчленённые базилики (Цириакускирхе в Гернроде, после 961; Михаэльскирхе в Хильдесхейме, после 1001-33), полные отвлечённой торжественности и напряжённой экспрессии фрески (в монастыре Оберцелль на о. Рейхенау, ок. 1000), миниатюры школ Трира, Кёльна и Рейхенау (Евангелие Оттона III, ок. 990), скульптура (бронзовые двери в соборе в Хильдесхейме, 1015; Распятие Геро> в соборе в Кёльне, ок. 970), ювелирные изделия. С развитым феод, обществом и усилением церкви связан зрелый романский стиль, державшийся в Г. ещё в 1-й пол. 13 в. В романский период складываются первые города - сначала как беспорядочное скопление домов вокруг замков и монастырей; но вскоре возникают и города с прямоугольной сетью улиц, рыночными и соборными площадями. Развиваются комплексы замков и монастырей. Определяются типы домов - городских (гл. обр. фахверковых трёхэтажных, выходивших на улицу узкой торцовой стороной с высоким фронтоном) и сельских (срубных или фахверковых, с расположением жилых и хозяйств, помещений в одноэтажном доме - на С., друг над другом - на Ю. и вокруг прямоугольного двора - в Ср. Г.). Были построены крупнейшие монастырские церкви (Мария-Лах, 1093-1156) и соборы (имперские- в Шпейере, Майнце и Борисе, 11-13 вв.; в Бамберге, 1186- 1237, Наумбурге, ок. 1210-40, Лимбур-ге, ок. 1230-35) - величеств, и мощные замкнутые базилики и центрич. храмы с крестовыми нервюрными сводами, башнями, часто с развитой зап. частью. В скульптуре на смену аскетичности и за-стылости строгого стиля кон. 11 -1-й пол. 12 вв. (светильник Вольфрам, ок. 1157, собор в Эрфурте) пришли во 2-й пол. 12-1-й пол. 13 вв. свобода движений и объёмность форм (барельефы на оградах хоров Михаэльскирхе в Хильдесхейме, кон. 12 в., Либфрауэнкирхе в Хальберштадте, ок. 1200, и собора в Бамберге, ок. 1230). Наряду с фресками появляются витражи (в соборе в Аугс-бурге, после 1100).

Одо из Меца. Дворцовая капелла в Ахене. До 798-805. Разрез.

В 13-15 вв., в период расцвета ср.-век. гор. культуры, развивается иск-во готики. Строятся гор. укрепления с мощными башнями и укреплёнными воротами, кам. и кирпичные комплексы ратуш с открытыми сводчатыми галереями, залами, ажурными завершениями (в Любеке, 13-16 вв., Тангермюнде, ок. 1430, Мюнстере, начата в 1335, Брауншвейге, 1302-1468), здания цехов, складов, торг, рядов, госпиталей, кам. и фахверковые гор. дома (до 5 этажей), с крутыми двускатными крышами и тонкой богатой отделкой, замки со сложным узором нервюр на сводах залов (Альбрехтсбург в Мейсене, 1471-85). Смелость конструктивных решений отличает устремлённые ввысь кам. соборы с 1-2 гигантскими башнями и ажурным резным декором (в Фрейбурге-им-Брейсгау, ок. 1200- кон. 15 в., Кёльне, начат в 1248, Регенс-бурге, 1275-1524, Ульме, 1377-1529); внушительны скупые и строгие доминиканские церкви (в Регенсбурге, 2-я пол. 13 в., Эрфурте, 1-я пол. 14 в.), кирпичные церкви Сев.-Вост. Г., упрощённые по формам, но подчас богато украшенные узорной кладкой (Мариенкирхе в Любеке, ок. 1270-1350; Мариенкирхе в Пренцлау, 1326-40). Свободным и светлым становится внутр. пространство южногерм. позднеготич. зальных церквей с большими окнами и тонкими опорами (Фрауэнкирхе в Мюнхене, 1466-92; Анненкирхе в Аннаберг-Бух-хольце, 1499-1525). Статуи соборов в Бамберге (ок. 1230-40) и Магдебурге (ок. 1240), рельефы и статуи зап. хора в Наумбурге (ок. 1250-60) приобретают яркую жизненность, психологич. проникновенность, смелую экспрессию. Фрески уступают место витражам. В 14 в. расцветает иск-во дерев, резной скульптуры и станковой живописи, связанное с цеховым ремеслом. Интерьеры церквей украшаются алтарными складнями с живописью и полихромной резьбой. Высокого уровня достигло художеств, ремесло - обработка металла, резьба по дереву, керамика, ткачество.

Замок Эльц (земля Рейнланд-Пфальц). 13 - 16 вв.

В 15 в. иск-во Г. начало понемногу освобождаться от господства церкви, приобретая черты гуманистич. иск-ва Возрождения. Лирич. интимность и бытовые мотивы появляются в нач. 15 в. у мастера Франке, художников Рейнской обл., а к сер. века передовые живописцы Швабии (Лукас Мозер, Ханс Муль-чер) и отчасти сев. мастера (Стефан Лох-нер, Бернт Нотке) ищут (в рамках религ. тематики) пути изображения реальной жизни (природы, интерьера) и человеческих чувств. Сходные искания проявились и в скульптуре 15 в. (Ханс Мульчер, Николаус Герхарт, Йорг Сирлин), а особенно в станковой гравюре на меди (Мартин Шонгауэр). В 16 в. наступает недолгий, но яркий расцвет иск-ва Возрождения, приобретшего в Г., в условиях классовых и религ. конфликтов, противоречивый, сложный характер. В архитектуре ведущую роль стали играть светские (жилые и общественные) здания, причём ренессансный декор, обличавшийся живописностью и дробностью, накладывался на традиц. дсма с крутыми крышами, высокими фронтонами и эркерами. Собственно ренессанс-ные архит. формы и планировочные принципы проникают в 1-й пол. 16 в. в Юж. и Ср. Г. (Аугсбург, Нюрнберг, Галле). К концу века они распространяются по стране (планировка Фрёйденштад-та, кон. 16-нач. 17 вв.; корпус Оттона Генриха в Гейдельберге, 1556-59), сливаясь с традициями готики, приобретая нац. своеобразие, но зачастую также маньеристич. изощрённость и вычурность. В кон. 15- 1-й трети 16 вв. нем. изобразит, иск-во Возрождения соединило идеи гуманизма с пытливым интересом к действительности, чуткостью к её противоречиям,претворило в остро индивидуальных конкретных образах представления о достоинстве, духовной силе и волевой целеустремлённости человека. В живописи и графике А. Дюрера, полных суровой мужеств. правды и страстных напряжённых исканий, нем. Возрождение выразилось всесторонне и многогранно; гуманистич. устремления, тяга к уравновешенности и гармонии характерны для творчества X. Бургкмайра, точных и ясных портретов X. Хольбейна, тогда как М. Нит-хардт (Грюневальд) стал выразителем трагич. потрясений, экстатич. порывов и диссонансов своей эпохи; ренессансные и позднеготич. начала, жизнеутверждение и драматич. экспрессия переплетаются в творчестве Л. Кранаха, А. Альтдор-фера, X. Бальдунга Грина. Активную роль в обществ, жизни играла графика, к к-рой обращались и ведущие живописцы эпохи. Страстность, острая индивидуальность, одухотворённость образов отличают скульптуру Т. Рименшнейдера, Ф. Штоса, А. Крафта, П. Фишера. В условиях феод, реакции, усилившегося политич. распада Г. во 2-й пол. 16 в. воцаряются субъективность и вычурность иск-ва маньеризма. Ведущую роль стало играть замысловатое и прихотливое художеств, ремесло (ювелирные изделия семьи Ямницер, мебель, посуда из каменных масс).

1. Деталь сидений хора из Вассенберга. Дерево. Конец 13 в. Музей Шнютгена. Кёльн.

2. Кубок наутилус работы В. Ямницера. Перламутр, серебро. Ок. 1570. Сокровищница резиденции. Мюнхен. 3. Сосуд для святой воды работы Ф. А.Бустелли. Ним-фенбургская фарфоровая мануфактура. 1763. Баварский национальный музей. Мюнхен.

В нач. 17 в. традиции Возрождения ещё ощущались в аугсбургских постройках Э. Холля; А. Эльсхеймер (работавший в основном в Италии) стал одним из родоначальников европ. реалистич. живописи 17 в. Но в целом наступил длит, период застоя и эпигонства. Лишь в 1-й пол. 18 в. начался новый подъём дворцового и культового зодчества, в к-ром энергия и торжеств, пафос позднего барокко сочетались часто с причудливым декором рококо; крупные зодчие выдвинулись в юж. княжествах (семья Дин-ценхофер, Б. Нейман), Саксонии (М. Д. Пёппельман), Пруссии (А. Шлю-тер). Стало развиваться монументально-декоративное иск-во (скульптура и росписи Э. К. и К. Д. Азамов, скульптура А. Шлютера), расцвело произ-во ювелирных изделий (И. М. Динглингер), мебели (А. и Д. Рентген), изобретённого в Г. фарфора (посуда и скульптура И. И. Кенд-лера в Мейсене, Ф. А. Бустелли в Ним-фенбурге, И. П. Мельхиора в Хёхсте). В изящных постройках Г. В. Кнобельсдорфа наметился переход к связанному с просветительским движением классицизму 2-й пол. 18 - нач. 19 вв. (Ф. В. Эрд-мансдорф, К. Г. Лангханс). Классицизм утвердился и в нем. живописи (А. Р. Менгс, Ангелика Кауфман, А. Я. Карстенс) и скульптуре (И. Г. Ша-дов, И. Г. Даннеккер, К. Д. Раух); черты просветительского реализма отчётливо проявились в портретах Шадова, живописцев А. Графа, А. и В. Тишбей-нов, Г. Шика, в жанровых гравюрах Д. Н. Ходовецкого. Усилилось строительство обществ, зданий (театры, музеи, уч. заведения); крупнейшим их строителем был в 1-й пол. 19 в. К. Ф. Шинкель, мастер строгого позднего классицизма (ампира), обращавшийся также к роман-тич. воскрешению готики.

Д. Н. Xодовецкий. Общество за столом. Рисунок из серии Поездка в Данциг. 1773.

В нем. романтизме 1-й пол. 19 в. влияния Великой франц. революции, мечты о нац. единстве, борьба за свободу личности сочетались с мистич. тенденциями, апологией средневековья и религии. Лирически одухотворённое восприятие мира отличает картины ранних романтиков - портреты Ф. О. Рунге и пейзажи К. Д. Фридриха. В 1810-х гг. сформировалось иск-во назарейцев, искавших опору в католич. религии, ср.-век. прошлом, в стилизации итал. и нем. иск-ва 15 в. (Ф. Овербек, В. Шадов, П. Корнелиус). Нем. средневековье воспевали и ранние представители дюссельдорфской школы, в т. ч. А. Ретель, чей интерес к исто-рич. судьбам народа сочетался порой с националистич. тенденциями. В русле романтич. движения развивалось мелкобурж. демократич. иск-во бидер-мейера (жанристы Г. Ф. Керстинг, Т. Хоземан, Л. Рихтер, К. Шпицвег, портретисты Ф. Крюгер и Л.Ф. Райский, пейзажист К. Блехен), к-рому свойственны интимное, задушевное изображение гор. и сел. жизни и природы, созерцательность, идеализация патриархальных бытовых устоев. Черты идеализации присущи дюссельдорфской школе сер. века (сцены крест, жизни Л. Кнауса и Б. Вотье, пейзажи А. Ахенбаха, И. В. Ширмера). В период Революции 1848-49 работы нек-рых мастеров этой школы приобретают ярко демократич. содержание и острую социальную направленность (жанровые картины И. П. Хазенклевера и К. Хюбнера, ист. полотна К. Ф. Лессинга).

А. Хильде-бранд. Юноша. Мрамор. 1884. Национальная галерея. Берлин.

П. Корнелиус.

Апокалиптические всадники. Картон. Ок. 1843. Национальная галерея. Берлин.

В сер. 19 в. классицизм (к-рый приобрёл черты интимности и уюта в гор. домах стиля бидермейер и холодную парадность в официальных сооружениях Л. Кленце и Ф. Гертнера) сменился пышной претенциозной эклектикой (П. Вал-лот); стихийное развитие городов сопровождалось упадком градостроит. культуры. Одновременно Г. Земпер искал рациональные принципы архит. композиции. Развитие строит, техники позволило сооружать крупные металлич. мосты, ж.-д. перроны и большие залы с каркасными перекрытиями. В изобразит, иск-ве романтизм вырождался в академич. рутину (В. Каульбах, К. Пилоти). Ведущая роль в нем. иск-ве перешла к реалистич. направлению. Наиболее широкое отражение нем. действительность и история страны нашли в разностороннем творчестве А. Менцеля. Ярко типич. характеры нем. крестьян воссоздал В. Лейбль, а в последней четв. 19 в. к образам трудового народа обратился М. Либерман. С сатирой на нем. мещанство выступил В. Буш. Реализму и вместе с тем академич. эклектике противопоставляли своё иск-во неоидеалисты (нем. римляне), стремившиеся к монументально-декоративной или отвлечённо-пластич. выразительности образов (А. Фейербах, X. фон Маре, скульптор А. Хильдебранд). К концу века получили распространение импрессионизм (Либерман, Л. Коринт, М. Слефогт), символизм и стиль модерн (т. н. югендстилъ - Ф. Штук, М. Клингер).

На рубеже 19-20 вв. югендстиль утвердился в архитектуре (гл. обр. в оформлении интерьера) как попытка преодолеть эклектику и антихудожественность массовой застройки. Бурное развитие пром-сти, широкое внедрение металла и бетона в стр-во сопровождались в 1910- 1920-х гг. стремлением к функцион. оправданности и, новой эстетике архитектуры, что выражалось то в новаторской переработке ист. традиций (П. Беренс), то в романтич. экспрессии и динамике архит. форм (X. Пёльциг, Э. Мендельзон), то в решит, ломке традиций, последоват. утверждении принципов функционализма (В. Гропиус, Б. Таут, Л. Мис ван дер РОЭ), широко применявшихся в пром. стр-ве, в застройке городов жилыми массивами, обществ., конторскими и пром. зданиями. Центром новых архит. исканий стала школа Баухауз. Существовало и направление, опиравшееся на традиционное строительное ремесло (Т. Фишер), принципы к-рого нашли продолжение в мрачной, тяжеловесной псевдоклассике фаш. периода. В кон. 19 - нач. 20 вв. выступила группа графиков-критич. реалистов: сатирик Т. Т. Хей-не, бытописатели пролетариата и гор. бедноты Г. Цилле и X. Балушек, тесно связанная с рабочим движением К. Кольвиц - крупнейший мастер нем. революц. иск-ва 20 в. Реалистич. направление в скульптуре представляли Г. Кольбе, анималисты А. Гауль и Р. Синтенис. В Г. возник экспрессионизм как выражение индивидуалистич. протеста против уродств бурж. общества (объединения Мосяг и -*Синий всадник*; живописцы и графики Э. Нольде, Э. Хек-кель, Э. Л. Кирхнер, К. Шмидт-Ротлуф, Ф. Марк, А. Макке, скульптор В. Лемб-рук); эмоционально-драматич. восприятие жизни, присущее этому течению, выражалось и в социальной критике, и в субъективистском искажении мира, мистике и абстракции. После 1-й мировой войны социально-критич. и антивоен. устремления усиливаются в творчестве пролет, художников (Кольвиц, О. Нагель, X. и Л. Грундит, К. Квернер, мастер фотоплаката Дж. Хартфилд), а также Ж. Гроса и О. Дикса, связанных с течением новая вещественность, и нек-рых экспрессионистов (М. Пех-штейн, М. Бекман, К. Хофер); с гума-нистич. призывом к братству людей выступал скульптор и график Э. Бар-лах. В 1910-20-х гг. получило развитие абстрактное иск-во (В. Баумайстер, скульптор Р. Беллинг). При фаш. диктатуре, в условиях господства в иск-ве грубой демагогии, ряд прогрессивных художников (Кольвиц, Барлах, Нагель, X. и Л. Грундиг) продолжали работать нелегально, сохраняя верность гумани-стич. идеалам. После разгрома фашизма возродились демократич. традиции нем. иск-ва, нашедшие развитие гл. обр. в иск-ве ГДР, тогда как бурж. художеств, направления начали концентрироваться в Зап. Г. (ныне ФРГ) и Зап. Берлине, где, однако, работает и ряд прогрессивных мастеров. Декоративное иск-во 20 в. пережило эволюцию от уникальных ремесл. изделий югендстиля к простым и целесообразным предметам, разрабатывавшимся Немецким Веркбун-дом для пром. произ-ва, и к дешёвым практичным массовым изделиям в функ-ционалистич. духе, к-рые проектировались Баухаузом. Эти искания, прерванные в фаш. период, оказали сильное влияние на мировую практику. Среди традиц. видов нар. иск-ва - резьба и роспись по дереву, ковка, ткачество, гончарство, изготовление украшений и игрушек.

Лит.: Всеобщая история искусств, т. 1 - 6, М., 1956-66; Изергина А. Н., Немецкая живопись XVII века. Очерки, Л.- М., 1960; Либман М. Я., Искусство Германии XV и XVI веков, М., 1964; Dehio G., Geschichte der deutschen Kunst, Bd 1 - 4, В.- Lpz., 1919 - 34; Deutsche Baukunst in zehn Jahrhunderten, Dresd., 1952; Hempel E., Geschichte der deutschen Baukunst, 2. Aufl., Munch., [1956]; FeulnerA.,Mul-1 e r T., Geschichte der deutschen Plastik, Munch., [1953]; Fisсheк О., Geschichte der deutschen Malerei, 3. Aufl., Munch., 1956; его ж е, Geschichte der deutschen Zeichnung und Graphik, Munch., [1951]; Коhlhaussen S., Geschichte des deutschen Kunsthand-werks. Munch., [1955]; Hutt W., Deutsche Malerei und Graphik im 20. Jahrhundert, В., 1969. А. М. Кантор.

V. Музыка

Музыка древних германцев не сохранилась. О её существовании свидетельствуют памятники средневековой письменности (гл. обр. Песнь о Нибелунгах) и изобразит, иск-ва. Музыка играла большую роль в быту, при воен. походах. Были распространены охотничьи и воен. рога (дур) и лироподобные инструменты. Во взаимодействии с песенной культурой соседних, в т. ч. славянских, народов складывались самобытные черты нем. нар. песни, отличающейся плавной напевностью, выдержанностью интонационно-ритмич. строения, умеренным характером движения. Католич. церковь преследовала светские напевы. Они жили в устной традиции, в творчестве вагантов, шпильманов - исполнителейсобств., а также нар. песен и плясок. Со временем и музыканты в монастырях и церквах стали включать в католич. богослужение элементы крест, музыки (монах Ноткер и др.). Нар. песенное творчество в наиболее острые, переломные эпохи истории Г. насыщалось конкретным революц. содержанием (периоды Крестьянской войны, Тридцатилетней войны, освободит, войны против наполеоновского господства и др.).

Э. Бардах. Голова парящего ангела для "Памятника павшим" в соборе в Гюстрове (портрет Кете Кольвиц). Тонированный гипс. 1927. Собрание Ф. Б. Хенкеля. Берлин,

Д ж. Хартфилд. Тель-ман. фотомонтаж. 1934.

В 12-13 вв. с расцветом феодализма в Г. возникло рыцарское иск-во, школа миннезингеров, выдающимися представителями к-рой были Вальтер фон дер Фогельвейде, Вольфрам фон Эшенбах и Готфрид Страсбургский.

Кукла-щелкунчик. Дерево. Тюрингия. 19 в. Баварский национальный музей. Мюнхен.

В 11-13 вв. с возникновением городов развивается бюргерская музыкальная жизнь, а с 14 в.- искусство мейстерзингеров, крупным представителем к-рого в 16 в. был Г. Сакс. К 14-15 вв. относятся многоголосные обработки нар. песен (Лохамский, Шедельский, Глогау-ский песенники).

В 15 и в 16 вв. преобладала гл. обр. вокальная и вокально-инструментальная музыка, в 16 в. большое значение приобрела собственно инструментальная, преим. органная, музыка, авторами к-рой были К. Пауман, П. Хофхаймер и др. В придворных капеллах работали ком-тюзиторы-полифонисты, представители франко-фламандской школы - Г. Изак, Л. Зенфль и выдающийся мастер нидерл. школы О. Лассо.

В 16 в. Крестьянская война и Реформация вызвали подъём нар. песенного творчества. Сложился протестантский хорал, частично воспринявший интонации чеш. гуситской песни. Лучшие мелодии протестантского хорала стали достоянием нар. музыки, а нек-рые из них-революц. гимнами своего времени, что дало основание Ф. Энгельсу назвать хорал Erne feste Burg ist unser Gott (Господь - наш истинный оплот), „Марсельезой" крестьянской войны (М арке К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 36, с. 268). В отличие от католич. церк. музыки, исполнявшейся на лат. яз., протестантские хоралы пелись на нем. языке.

Тридцатилетняя война (1618-48) задержала общее развитие нем. культуры. Однако в это время выдвинулся ряд крупных музыкантов, в т. ч. Г. Шюц, соединивший разработанный в Италии концертный стиль с нем. традициями (мотеты, духовные концерты, Страсти и др.),написавший первую нем.оперуДаф-на (1627) и первый нем. балет Орфей и Эвридика (1638). Под воздействием Шюца в 17 в. создавался новый для Г. жанр светской сольной песни с инструментальным сопровождением. Значительна в этом отношении роль Г. Альберта. Одновременно развивался жанр кла-ъирной (И. Я. Фробергер) и оркестровой сюиты (Г. Шейн). Популярны были хоральные увертюры, фантазии и вариации для органа (С. Шейдт). Большое значение приобрела деятельность органистов Д. Букстехуде, И. Пахельбеля, Г. Бёма, И. Кунау, работавших в области поли-фонич. форм, непосредственных предшественников крупнейших нем. композиторов И. С. Баха и Г. Ф. Генделя. Их творчество протекало в условиях •стали Лейпциг и Гамбург. С Гамбургом связаны попытки противопоставить нац. бюргерскую оперу итал. традиции, к-рую развивал И. А. Хассе, работавший в Дрездене. В деятельности первого нем. нац. оперного театра (Гамбург, 1678-1738) видное место принадлежит Р. Кайзеру, позже Г. Ф. Телеману. В Лейпциге с 1723 работал И. С. Бах. Его творчество, охватывающее разнообразные жанры (ора-ториальные Страсти, мессы, кантаты, многочисл. виды и формы инструментальной музыки - прелюдии, фуги, сонаты, концерты и т. д.), сыграло огромную роль в утверждении нем. нац. культуры. В музыке Баха достигло наивысшего совершенства иск-во полифонии. Опираясь на богатства нар. традиций и обобщив лучшие достижения композиторов предшествующего периода и современников, Бах значительно расширил об-разно-выразит. возможности муз. иск-ва. Велик также вклад в нем. муз. культуру Генделя, особенно в области оперы и оратории. Ок. 50 лет проживший в Лондоне, Гендель тем не менее принадлежит к муз. истории Г., где он получил образование и начал творческую жизнь. Значителен его вклад и в англ. муз. культуру. феодальной раздробленной Г.

Центрами культурной жизни Г. 18 в.

Во 2-й пол. 18 в. в гор. быту утвердилась песня-романс в нар. стиле (das volkstumliche Lied). Такие песни писали И. Шульц и И. Рейхард, И. Хиллер в Лейпциге, а также южно- и зап.-нем. композиторы И. Цумштег и учитель Бетховена К. Г. Нефе. Первое собрание чувствительных песен-романсов издано любителем музыки И. Грефе в 1737-43. Песенный жанр способствовал развитию зингшпиля. Основоположниками зингшпиля были И. Хиллер, А. Швейцер и И. Хольцбауэр. В музыке Г. возникают течения, родственные направлению Бури и натиска в литературе, идеи которого отразились в творчестве К. Ф. Э. Баха. К этому направлению близки и музыканты (преим. чехи), работавшие в капелле мангеймско-го двора: Я. В. Стамиц, его старший сын К. Стамиц, К. Каннабих, Ф. К. Рихтер, А. Фильц и др. Мангеймская школа наряду с т. н. старой венской школой (Г. М. Монн и др.) является предшественницей венской классической школы, к к-рой принадлежат К. В. Глюк, И. Гайдн, В. А. Моцарт, а также крупнейший представитель муз. иск-ва Германии Л. Бетховен (с 1792 жил в Вене). Творчество Бетховена - величайшего симфониста - завершило развитие венской классической школы. В его творчестве ярко отразилось нарастание антифеод, движения в Г. Певец свободы, сторонник передовых идей Великой франц. революции, Бетховен воплотил героич. образы борьбы нар. масс в симфониях (особенно в 3-й, 5-й, 9-й), симф. увертюрах (Эгмонт, Кориолан), в опереФи-делио. В его произв. различных жанров (сонаты для фортепиано, концерты, струнные квартеты, Торжественная месса и др.) нашли также отражение философски-углублённая лирика, пантеистич. настроения и т. д. Влияние многогранного творчества Бетховена сказалось на всей музыке 19 в., оно велико и в наст, время.

С 10-20-х гг. 19 в. в музыке Г. утверждается романтизм. Его провозвестником был австр. композитор Ф. Шуберт. Демократич. направление нем. муз. романтизма нашло яркое выражение в опере Вольный стрелок К. М. Вебера. Эта опера плодотворно развивала нар. элементы зингшпиля. Драматизмом, большой непосредственностью чувств проникнуто вокальное творчество К. Лёве, создателя жанра романтич. баллады в музыке. Вопросы муз. эстетики разрабатывал Э. Т. А. Гофман, писатель, муз. критик и композитор, автор оперы Ундина. Черты идеализации феодального прошлого частично отразились в операх Л. Шпора, Г. Маршнера.

На рубеже 19 в. в муз. жизни Г. приобретают значение певческие об-ва (в 1791 было осн. Берлинское певческое об-во). В первые десятилетия 19 в. певческие хоровые об-ва (лидертафели) объединяли демократич. слои населения. В 1809 под рук. К. Ф. Цельтера начал работать в Берлине кружок любителей хорового пения, в 1810 во Франкенхаузене состоялся первый крупный муз. праздник, а в 1827 был проведён первый всегерм. певческий праздник.

Подъём обществ, жизни в период, предшествовавший Революции 1848-49, выдвинул выдающихся муз. деятелей - Ф. Мендельсона-Бартольди, Р. Шумана, Р. Вагнера. Мендельсон-Бартольди-композитор, пианист и дирижёр, основатель первой в Г. консерватории (1843, Лейпциг). Среди его лучших соч.: Итальянская и Шотландская симфонии, скрипичный концерт, увертюры, фортепьянные пьесы (Песни без слов). Шуман - композитор, критик и публицист, основатель передового Нового музыкального журнала (1834) - наряду с Мендельсоном св. 15 лет работал в Лейпциге. Наиболее значит, период его деятельности - 30-40-е гг. 19 в. В это время написаны его замечательные по образной характеристике и острой выразительности фп. произв., песни, нек-рые крупные инструментальные соч. (фп. концерт, ансамбли, симфонии). Музыка Шумана отличается романтич.-мятежным характером, многосторонностью и глубиной психологич. содержания. В Лейпциге также работал А. Лорцинг, в творчестве к-рого продолжались традиции зингшпиля 18 в.

Большое значение для развития нем. музыки имело творчество венг. пианиста, дирижёра и композитора Ф. Листа, с 1848 жившего преим. в Г. Борясь с ложным академизмом и ремесленничеством в нем. музыке, Лист утверждал передовые творч. устремления. Об этом свидетельствуют его лучшие произв. (венг. рапсодии, концерты, этюды, транскрипции для фп., симф. поэмы для оркестра). Знаменательны поиски Листом конкретной образности на путях создания программной музыки. Значительными были его творческие связи с представителями различных нац. культур, особенно русской.

Сложный путь идейной эволюции прошёл Р. Вагнер, творчество к-рого было поев, почти исключительно оперному иск-ву. Участник Революции 1848-49, Вагнер позднее приходит к примирению с реакц. действительностью, к христ. мистицизму. Тем не менее Вагнер необычайно расширил сферу психологич. и живописной образности музыки, средства оркестровой выразительности, создал оригинальную концепцию муз. драмы, основанной на принципах симфонизации оперы и системе лейтмотивов. Его влияние на совр. и последующие поколения музыкантов было исключительно велико. Вагнер сам писал либретто своих опер, свободно перерабатывая мифологич. сюжеты (такова, напр., тетралогия Кольцо ни-белунга). Особняком стоит реалистич.-бытовая комедийная опера Нюрнбергские мейстерзингеры.

Иные художественные позиции занимал И. Брамс (с 1862 жил в Вене), работавший, за исключением оперы, во всех жанрах муз. иск-ва (симф., камерно-инструментальные, вокальные произв.). Он прямой наследник классич. традиций, разработанных Бетховеном. Новаторски их претворив в своём творчестве, испытавшем также влияние Шуберта и Шумана, он отразил сложный душевный мир современников. В музыке Брамса глубина содержания, образное богатство сочетаются с отточенным мастерством, строгой дисциплиной мышления. Постепенно в музыке Г. определились две художеств, тенденции, связанные с именами Вагнера и Брамса. С первой из них неразрывно творчество Р. Штрауса, со второй - М. Регера. Наделённый ярко красочной, подчас необузданной творческой фантазией, Штраус - автор муз.-театр, и симф. сочинений (среди его опер - Саломея, Электра, Кавалер роз), отразил разные стилистич. влияния, в т. ч. экспрессионизма. Творческий диапазон Регера более ограничен; его гл. достижения - в области камерно-инструм. музыки, в к-рой он пытался структурные классич. закономерности обновить при помощи современного муз. языка. В развитии симфонизма на рубеже 19-20 вв. всё большее значение в Г. приобретало творчество австр. композиторов А. Брукнера и Г. Малера.

Муз. культура Г. после 1-й мировой войны 1914-18, в период Веймарской республики, была разнообразной по идей-но-эстетич. устремлениям. Многосторонен был репертуар муз. театров, концертов, фестивалей, высок уровень исполнитель-ства. Творчество отличалось пестротой стилистич. тенденций: от вагнеровских эпигонов (X. Пфицнер) до крайних выражений экспрессионизма (А. Шёнберг, с 1925 живший в Берлине). Среди крупных композиторов - П. Хиндемит, один из виднейших представителей музыки 19 в., стремившийся к воплощению больших гуманистических замыслов (особенно с середины 30-х гг.); К. Вейль, в сотрудничестве с драматургом Б. Брехтом создавший ряд социально-критических злободневных муз.-театр. спектаклей; К. Орф - автор оригинальных по жанру и муз. языку сценических произведений; В. Эгк. Особое место занял композитор-коммунист X. Эйслер, создатель боевой пролет, песни, исполнявшейся нар. певцом-трибуном Э. Бушем. Деятельность Эйслера, О. Гер-стера и примыкавших к ним композиторов (Э. Г. Майер, К. Ранкль и др.) - важнейшая веха развития пролет, муз. движения в Г., зародившегося в сер. 19 в. В 1877 был организован Всеобщий рабочий певческий союз, выпустивший в 1878 первый в Г. печатный революц. песенник (сб-ки текстов революц. песен издавались с 1869). Однако в последующие десятилетия из-за оппортунистич. руководства Рабочий союз всё более смыкался с бюргерскими ферейнами. Новый подъём пролет, муз. движения был стимулирован влиянием Великой Окт. социалистич. революции и связан в конце 20-х гг. 20 в. с деятельностью Боевого содружества рабочих певцов, возглавленного Эйслером.

Установление фаш. диктатуры (1933) губительно отразилось на нем. культуре, в т. ч. музыкальной: многие её лучшие представители - композиторы, критики, исполнители - эмигрировали, многие были заключены в концлагеря и там погибли. Резко снизился уровень концертной и муз.-театр, жизни. В условиях грубой демагогии фальсифицировались нац. муз. традиции.

После разгрома фаш. Г. во 2-й мировой войне 1939-45 в Г. создались возможности для дальнейшего развития муз. иск-ва, но они осуществлялись по-разному в условиях различных гос. систем: социалистической в ГДР, капиталистической в ФРГ.

В 19 и 20 вв. в Г. работали мн. выдающиеся исполнители: пианисты Ф. Лист, Клара Вик (Шуман), Г. Бюлов (известен также как дирижёр), К. Таузиг, Э. д'Альбер, Ф. Бузони, А. Шнабель, В. Гизекинги и др.; скрипачи Л. Шпор, Ф. Давид, И. Иоахим, А. Вильгельми и др.; певицы В. Шредер-Девриент, Г. Зон-таг, Л. Леман и др.; певец А. Ниман и др.; дирижёры К. М. Вебер, Ф. Мен-дельсон-Бартольди, Р. Вагнер, Г. Малер, Ф. Мотль, А. Никиш, Ф. Вейн-гартнер, Р. Штраус, О. Фрид, Б. Вальтер, О. Клемперео, В. Фуртвенглер, Ф. Буш, Л. Блех, Г. Абендрот, Ф. Кон-вичный, Г. Караян, К. Зандерлинг и др.

Среди видных музыковедов Г.- М.Преториус, И. Маттезон, А. Б. Маркс, Ф. Кризандер, О. Ян, Ф. Шпитта, Р. Эйтнер, Г. Кречмар, Г. Аберт, А. Ше-ринг, К. Закс и др.

Лучшие оркестровые и хоровые коллективы Г.: симф. оркестр при Ге-вандхаузе в Лейпциге (созд. 1743), Берлинский филармонич. оркестр (созд. 1882), берлинская Певческая академия (созд. 1791).

Ведущими нем. оперными театрами в Г. были: Дрезденская опера (создана в 1667); оперный театр в Веймаре (создан в кон. 17 в.); Немецкая гос. опера (осн. 1742), оперный театр А. Кролля (осн. 1850) в Берлине и др.; Лейпцигская опера (осн. 1693), Байрёйтский театр (построен в 1872-76)и др.

Лит.: Материалы и документы по истории музыки, под ред. М. В. Иванова-Борецкого, т. 2, М., 1934; Ливанова Т., История западноевропейской музыки, ч. 1, 3 изд., М., 1965; Конен В., История зарубежной музыки, в. 3, 2 изд., М., 1965; Розеншильд К., История зарубежной музыки, в. 1,М.,1963; Левик Б., История зарубежной музыки, в. 2, 2 изд., М., 1966; Д р у-скин М., История зарубежной музыки, в. 4, 3 изд.,1967; Е г k L., Deutscher Lieder-hort, 2 Aufl., Bd 1 - 3, В., 1925; Friedlander M., Das deutsche Lied im 18. Jahrhun-dert, Bd 1-2, Stuttg., 1902; Schering A., Deutsche Musikgeschichte im Umriss, Lpz., 1917; Vetter W., Das fruhdeutsche Lied, В., 1928; его же, Das deutsche Lied seit Mozart, Bd 1 - 2,2Aufl., Tutzing, 1966; M u 1-ler-BlattauJ. M., Geschichte der deu-tschen Musik, [В., 1938]; Preussner E., Die burgerliche Musikkultur. Ein Beitrag zur deutschen Musikgeschichte des 18. Jahrhun-derts, 2 Aufl., Kassel und Basel, 1950; В u-cken E., Das deutsche Lied, Hamb., 1939; Steinitz W., Deutsche Volkslieder de-mokratischen Charakters aus den sechs Jahr-hunderten, Bd 1 - 2, В., 1955-62; Кnepler G., Musikgeschichte des 19. Jahrhunderts, В., 1960-61. M. С. Друскин.

VI. Балет

В Г. танцы издавна были популярны на нар. праздниках. В ср. века они входили в состав масленичных игр, мистерий, празднеств ремесленных цехов (напр., в 14-16 вв. в Нюрнберге и Франкфур-те-на-Майне). Придворные балетные представления известны с нач. 17 в. В 18 в. почти во всех нем. герцогствах, княжествах и свободных городах в оперных театрах работали франц. и итал. балетмейстеры. Особое место занимал Гамбург, где балет испытал влияние нар. комедийного театра (гансвурстиад). Во 2-й пол. 18 в. в Штутгарте франц. хореограф Ж. Ж. Новер поставил первые трагедийные балеты и издал труд Письма о танце (1760). В 18 в. на нем. сценах выступали О. Вестрис, П. Гардель и др. артисты балета. Музыку для балетов писали композиторы Г. Ф. Гендель, К. В. Глюк, Л. Бетховен. В 19 в. ставились романтич. балеты (постановки ба-летм. П. Тальони в Берлине). К концу века нем. балет не получил развития и превратился в развлекательное зрелище. В 20 в. под влиянием амер. танцовщицы А. Дункан широко распространился свободный танед, были выработаны свои танц. системы (выразительный или новый художественный танец), тесно связанные с экспрессионизмом. Большое значение имели тео-ретич. работы танцовщика и педагога Р. фон Лабана, деятельность танцовщиков М. Вигман, X. Крёйцберга и др. В 20-30-х гг. 20 в. направление нем. свободного танца примыкало к левому, демократич. театру и поставило себя на службу прогрессивному рабочему движению. Одно из наиболее значительных произв. этого времени - антивоенный балет Зелёный стол Ф. Коэна (1932, балетм. К. Йосс), к-рый продолжают ставить мн. театры. С приходом к власти фашистов развитие балета приостановилось (цензура, отсутствие серьёзного репертуара и др.)- Балеты классич. наследия сменились развлекательными спектаклями, часто имевшими националистич. направленность.

E. Я. Суриц.

VII. Драматический театр

Истоки нем. театра - в нар. обрядах и играх. В ср. века в городах развивалось иск-во бродячих актёров - шпильманов, встречавшее сильное противодействие церкви. Осн. жанрами театра были, так же как в большинстве стран Зап. Европы, литургическая драма, мистерия, миракль, моралите и фарс, принявший в Г. форму масленичной игры - фастнахт-шпиля. Постановкой масленичных игр руководили мейстерзингеры. В 16 в. наиболее известным автором фастнахт-шпилей был мейстерзингер Г. Сакс. Развивался школьный театр, представления к-рого устраивались в духовных уч. заведениях. С кон. 16 в. в Г. выступали многочисл. труппы бродячих английских, затем верхненем. комедиантов, оказавших значит, влияние на развитие проф. актёрского иск-ва и массового демократич. театра. Гл. комедийным персонажем, объединявшим разнородные части спектаклей бродячих трупп, был Гансвурст. В сер. 17 в. создана первая нем. проф. труппа, т. н. знаменитая банда, в к-рой начал деятельность актёр и антрепренёр И. Фельтен, способствовавший утверждению лит. драмы на сцене. Центрами театральной культуры были княжеские дворы. Крупнейший драматург 17 в. - А. Грифиус, отразивший в своих произв. трагич. события эпохи Тридцатилетней войны (1618-48).

В 18 в. развитие театра и драматургии Г. протекало под влиянием идей Просвещения. Передовые деятели театра стремились использовать сцену в качестве трибуны, с к-рой провозглашались бы идеи нац. единства, политич. свободы и социальной справедливости. Обходя цензурные препятствия, они добились того, что театр занял значит, место в обществ, и культурной жизни страны. Драматург И. К. Готшед и актриса К. Ней-бер, осуществив ряд начинаний в области актёрского иск-ва и репертуара, перенесли на нем. почву принципы франц. классицистского театра. Однако задачи, выдвинутые деятелями Просвещения, требовали создания нац. театра, близкого демократич. массам. Со 2-й пол. 18 в. сформировался муз.-драматич. жанр - зингшпиль, тесно связанный с нар. муз. культурой и драматургией. Большой вклад в нем. драматургию и театральное иск-во внёс великий нем. просветитель Г. Э. Лессинг - драматург, театральный критик, основоположник реалистич. направления в театре Г.; его принципы осуществлял Гамбургский нац. театр (осн. 1767), актёры к-рого создали т. н. гамбургскую школу актёрского иск-ва. Её крупнейшие представители - К. Экгоф, актёр и режиссёр Ф. Л. Шредер, сблизивший театр с драматургией лит. направления 70-х гг. Буря и натиск (Ф. М. Клингер, Я. Ленд, Г. Л. Вагнер и др.). В поисках героин, репертуара, к-рый можно было бы противопоставить франц. классицистской трагедии, Шредер утвердил на нем. сцене произведения У. Шекспира.

В 1777 был открыт Мангеймский нац. театр, с к-рым связаны постановки пьес А. В. Иффланда и А. Коцебу, отвечавших вкусам консервативного нем. мещанства. Этот театр стал центром т. н. мангеймской школы актёрского иск-ва, вначале близкой реалистич. традициям Экгофа и Шредера, а с нач. 19 в. уделявшей осн. внимание воспроизведению бытовых черт, второстепенным деталям.

В Веймарском театре (осн. 1791), во главе к-рого стояли И. В. Гёте (в 1791 - 1817) и Ф. Шиллер (в 1799-1805), были заложены основы нем. режиссёрского иск-ва, разработаны принципы актёрского ансамбля, подчинённого единому художеств, замыслу. Здесь была осуществлена попытка создания монументального театра, подчиняющегося строгим нормам сценич. иск-ва (т. н. веймарский классицизм).

В 1-й четв. 19 в. сложилось направление романтизма. Драматурги А. и Ф. Шле-гели, Л. Тик, Г. Клейст, Э. Т. А. Гофман выступали против мещанской драмы, их пьесы утверждали синтетич. природу театра. Иск-во крупнейших актёров-романтиков И. Флекка, Л. Девриента было исполнено непримиримости по отношению к филистерскому обществу, выражало протест против социальной несправедливости. В 30-е гг. 19 в. значит, влияние на развитие реализма в нем. театре оказала художеств, практика К. Л. Иммермана, основателя и руководителя Дюссельдорфского театра (1832- 1837). Революц. настроения 30-х гг. получили отражение в творчестве актёра К. Зейдельмана, к-рое высоко ценил К. Маркс.

Созданию нац. театра препятствовала феод. раздробленность. Театральная жизнь по-прежнему была сосредоточена в небольших городах (Веймар, Карлсруэ, Брауншвейг и др.). Исполнительское иск-во характеризовалось эклектикой, во многом объяснявшейся стойкостью клас-сицистских и романтич. традиций. Режиссёрское иск-во (Э. Ф. Девриент, Ф. Дингелынтедт и др.) развивалось преим. в области постановочной культуры. Отмена монополии придворных театров (1869) привела к росту коммерч. театральных предприятий. Широкое распространение получила система гастролей.

Борьбу за создание спектакля, являющегося единым, согласованным во всех своих элементах сценич. произведением, вёл Мейнингенский театр (осн. 1831), в к-ром работал (в 1866-91) видный реж. Л. Кронек.

Во 2-й пол. 19 в. выступали актёры Т. Дёринг, А. Матковский, Л. Барнай, Э. Поссарт, разные по исполнительской манере, но в равной степени обладавшие высоким мастерством и артистич. культурой.

В 80-хгг. 19 в. вГ. начинает развиваться натурализм-новое движение в драматургии и театр, иск-ве, обратившееся, вслед за Э. Золя и его последователями во Франции и др. странах, к точному изображению совр. действительности. В 1889 в Берлине группа литераторов во главе с О. Брамом создала театр Фрайе бю-не (Свободный театр), поставивший целью пропаганду новой драматургии - пьес Г. Ибсена, Г. Гауптмана, Г. Зудермана, А. Хольца, И. Шлафа и др. Выдающуюся роль в истории нем. театра сыграла постановка в театре Брама пьесы Ткачи Гауптмана (1894), впервые воплотившей на нем. сцене образы восставших рабочих.

На рубеже 19-20 вв. театральным центром становится Берлин. Здесь открылись Немецкий театр (1883), Свободная народная сцена (1890) и др. Произв. совр. драматургии способствовали формированию творчества актёров И. Кайнца, А. Зорма, выражавших устремления нем. интеллигенции. Особое значение приобретает иск-во Немецкого театра в 1894-1904, когда под руководством Брама здесь работали лучшие нем. актёры того времени - Кайнц, Зорма, О. Зауэр, Э. Райхер, Р. Ритнер, Э. Ле-ман, А. Бассерман, начал деятельность реж. М. Рейнхардт, к-рый в 1905 возглавил театр. В театре Рейнхардта получили известность актёры Г. Эйзольдт, А. Моисеи, П. Вегенер, Э. Винтерштейн.

В 10-е гг. 20 в. сложилось направление экспрессионизма, принципы к-рого утверждали драматурги В. Газенклевер, К. Штернхейм, Ф. Верфель, Э. Толлер, режиссёры Л. Йеснер, К. X. Мартин; влияние этого направления испытали актёры В. Краус, Ф. Кортнер и др.

Развитие драматургии и театра в 20-е гг. 20 в. в значит, степени определялось связью мн. драматургов и деятелей театра с рабочим движением. Большое значение для развития революц. театра имело экспериментаторское творчество реж. Э. Пискатора и драматургия Б. Брехта. Возникали рабочие любительские коллективы, создававшиеся по образцу сов. агитпроптеатров (драматурги Ф. Вольф, Б. Брехт, режиссёры Г. Вангенхейм, М. Валлентин, актёры Э. Буш, X. Отто и др.).

Установление фаш. диктатуры (1933) сопровождалось жестокой расправой с прогрессивными театральными деятелями. Театральное иск-во стало орудием нацистской пропаганды, ставились шо-винистич. пьесы, искажались классич. произв. драматургии. Мн. деятели театра эмигрировали, часть погибла во время войны. В 1944 театры были закрыты.

После разгрома фашизма в трудных условиях начался процесс возрождения нем. театра. В 1945 поставлен первый в освобождённой Г. спектакль Натан Мудрый Г. Э. Лессинга в Немецком театре (с участием Вегенера), гуманистический по направленности. Под рук. Ванген-хейма, затем В. Лангхоффа Немецкий театр внёс ценный вклад в сохранение и обновление нац. реалистич. театральных традиций, в освоение творческих принципов К. С. Станиславского. Здесь работали видные актёры и режиссёры Вегенер, Винтерштейн, Г. Грайф - бывшие участники антифаш. борьбы. В 1946 был открыт первый в Г. театр для детей Театр дер юнген вельт (Лейпциг). Наряду с классикой и произв. совр. бурж. прогрессивных авторов важное место в театральной жизни послевоен. Г. заняли постановки пьес М. Горького, К. С. Симонова, Вс. Вишневского, драматургия Ф. Вольфа, Б. Брехта, Э. Толлера, П. Вейзенборна. Однако вскоре развитие театрального иск-ва в вост. и зап. частях Г. пошло разными путями: если в ГДР победила гуманистическая по направленности реалистич. театральная культура, то в ФРГ господствующее место заняли консервативные и форма-листич. тенденции.

Илл. см. на вклейке, табл. XI (стр. 384-385).

Лит.: История западноевропейского театра, под общ. ред. С. С. Мокульского, т. 1 - 4, М., 1956 - 64; Дживелегов А., Бояджиев Г., История западноевропейского театра от возникновения до 1789 г., М.- Л., 1941; Гвоздев А. А., Западноевропейский театр на рубеже XIX и XX столетий, Л.- М., 1939; Лацис А. Э., Революционный театр Германии, М., 1934; Полонский Е., фашистский театр в Германии, Театр и драматургия, 1936, [№] 3; Martersteig G., Das deutsche Theater im neunzehnten Jahrhundert, 2 Aufl., Lpz., 1924; Dramaturgische Schriften des 18. Jahr-hunderts, В., 1968; D e v г i e n t E.,Geschich-te der deutschen Schauspielkunst, Bd 1 - 2, В., 1967; Jhering H., Von Reinhardt bis Brecht, Bd 1 - 3, В., 1958 - 61; его же. Theater der produktiven Widerspruche. 1945- 1949, В.- Weimar, 1967.

Цирк. В нач. 19 в. в Г. появились странствующие (франц. итал., исп., позднее и англ.) цирковые труппы. Основоположником нем. цирка является Р. Брилоф, труппа к-рого играла в 30-х гг. в городах Рейнской обл., а в 1835 выступила в Берлине. Он был учителем первого поколения знаменитых нем. артистов и директоров цирков: Э. Вольшлсгера, В. Карре, К. Хинне, Э. Ренца, Г. Шумана. Первое место среди цирковых предпринимателей в 50-80-х гг. занимал Ренц, к-рый открыл цирки в Берлине (1856), Гамбурге, Дрездене и др. городах. После его смерти значит, роль в цирковой жизни страны играли Г. Шуман и его сын А. Шуман, крупнейший организатор и мастер конной дрессировки. Наряду с Шуманом работал П. Буш, пантомимы к-рого служили шовинистско-милитаристской пропаганде перед 1-й мировой войной. Значит, место в цирковой жизни Г. занимала семья Гагенбеков, особенно К. Гагенбек. В 20-30-х гг. 20 в. большую известность получили цирковые предприятия Сарразани и Кроне.

Лит.: Кузнецов Ев г., Цирк, М. -Л., 1931.

VIII. Кино

В 1895 в Берлине состоялся показ неск. короткометражных картин при помощи сконструированного бр. М. и Э. Склада-новскими аппарата биоскоп; с 1896 они показывали во мн. городах Г. короткометражные документальные фильмы и снятые на киноплёнку номера варьете. Начало кинопроиз-ву положил О. Ме-стер, фирма к-рого занимала главенствующее положение в кинематографии Г. вплоть до 1-й мировой войны. Здесь работали мн. видные впоследствии режиссёры и актёры (Г. Пиль, X. Пор-тен, К. Фейдт, К. Фрёлих, Э. Яннингс и др.). Привлечение к работе в кино известных театр, актёров Э. Винтерштейна, А. Бассермана, П. Вегенера, М. Пал-ленберга, драматургов А. Шницлера, Г. Гауптмана, Г. Зудермана, режиссёра М. Рейнхардта и др. способствовало дальнейшему развитию нац. киноиск-ва. Среди Лучших фильмов нач. 20 в.: Пражский студент (1913, реж. С. Рие), Голем, как он пришёл в мир (1914, реж. Вегенер).

В годы 1-й мировой войны 1914-18, когда Г. была о