загляните на купон-скидку или справочники: окна kbe, окна veka, окна rehau, остекление балкона, остекление лоджии, изготовление окон, монтаж окон, остекление, производство окон, металлопластиковые окна, окна пвх, пластиковые окна, установка окон, стеклопакеты и евроокна.



ВСЁ О СТРОИТЕЛЬСТВЕ, ЖЕЛЕЗОБЕТОНЕ, БЕТОНЕ, АРХИТЕКТУРЕ И НЕ ТОЛЬКО...:
ОПРЕДЕЛЕНИЯ:

АСФАЛЬТИРОВАНИЕ, устройство асфальтобетонных покрытий на автомобильных дорогах, улицах, аэродромах и т. п. путём укладки и уплотнения асфальтобетонной смеси по предварительно подготовленному основанию. В зависимости от назначения покрытия асфальтобетонную смесь (асфальтобетон) укладывают в один или два слоя на основание из щебня, гравия (нежёсткое основание) или бетона (жёсткое основание). Нижний слой толщиной 4-5 см устраивают из крупно- или среднезерни-стой смеси с остаточной пористостью 5-10% ; верхний слой толщиной 3-4 см-из средне- или мелкозернистой смеси (остаточная пористость 3-5%). При тяжёлых нагрузках и интенсивном движении транспорта покрытия устраивают 3-4-слойными общей толщиной 12-15 см. АСФАЛЬТИРОВАНИЕ начинается с очистки основания от пыли и грязи механич. дорожными щётками и поливомоечными машинами, исправления неровностей основания, обработки его поверхности жидким битумом или битумной эмульсией. Асфальтобетонная смесь приготовляется в асфальтобетоно-смесителях на стационарных или полустационарных заводах (установках), доставляется на место автомобилями-самосвалами и загружается в приёмный бункер асфалътобетоноукладчика, к-рый укладывает, разравнивает и предварительно уплотняет смесь. Окончат. уплотнение осуществляется катками дорожными. .


КОММУНАЛЬНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО, отрасль строительства, занятая сооружением объектов, связанных с обслуживанием жителей городов, посёлков городского типа, районных сельских центров и населённых пунктов сельской местности. В числе этих объектов: системы водоснабжения и канализации с очистными сооружениями и сетями; сооружения городского электрического транспорта с путевым, энергетическим хозяйством, депо и ремонтными предприятиями; сети газоснабжения и теплоснабжения с распределительными пунктами, районными и квартальными котельными; электрические сети и устройства напряжением ниже 35 кв; гостиницы; городские гидротехнические сооружения; объекты внешнего благоустройства населённых мест, озеленения, дороги, мосты, путепроводы, ливнестоки; предприятия санитарной очистки, мусороперерабатывающие и др. Планомерное развитие КОММУНАЛЬНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА в СССР началось ещё в 1-й пятилетке и осуществлялось нарастающими темпами до начала Великой Отечеств, войны 1941-45. В годы 4-й пятилетки (1946-50) проводились работы по восстановлению объектов коммунального назначения, разрушенных во время нем.-фаш. оккупации. В последующие годы КОММУНАЛЬНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО велось высокими темпами в связи с бурным развитием промышленности, культуры, увеличением численности городов и посёлков городского типа .
ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО, теория и практика планировки и застройки городов (см. Город). ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО определяют социальный строй, уровень развития производственных сил, науки и культуры, природно-климатичие условия и национальные особенности страны. ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО охватывает сложный комплекс социально-экономических, строительно-технических, архитектурно-художественных, а также санитарно-гигиенических проблем. Общим для ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО досоциалистических формаций является большее или меньшее влияние на него частной собственности на землю и недвижимое имущество..
ЗЕЛЁНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО, составная часть современного градостроительства. Городские парки, сады, скверы, бульвары, загородные парки (лесопарки, лугопарки, гидропарки, исторические, этнографические, мемориальные), национальные парки, народные парки, тесно связанные с планировочной структурой города, являются необходимым элементом общегородского ландшафта. Они способствуют образованию благоприятной в санитарно-гигиеническом отношении среды, частично определяют функциональную организацию городских территорий, служат местами массового отдыха трудящихся и содействуют художественной выразительности архитектурых ансамблей. При разработке проектов садов и парков учитывают динамику роста деревьев, состояние и расцветку их крон в зависимости от времени года.

Главная страница
Поиск по сайту
Оглавление страниц

Объяснение слов: словарь, справочник, информация. Строительство, экономика, промышленность - все сферы жизни: от А до Г, от Г до П и от П до Я

узский архитектор. Учился в Школе изящных иск-в в Париже (1842-48). Гл. произв.- здание театра Гранд-Операм в Париже (1861-67, окончат, отделка к 1875). Грандиозное сооружение (пл. застройки 11 тыс. м2) с эклектич. набором гипертрофированных архит. форм и с помпезной отделкой интерьеров, импонировавшими вкусам разбогатевшей буржуазии, породило многочисл. подражания в ряде европ. столиц. Др. работы Г.-театр(1878-79) и казино (1861 - 1910) в Монте-Карло - выдержаны в тех же помпезных эклектич. формах.

Ш. Гарнье. Парадная лестница театра Гранд-Опера в Париже.1861-75.

Лит.: Pascal J. L., ..., Ch. Gamier, 1'architecte de I'Opera de Paris, P., 1899.

ГАРНЬЕ-ПАЖЕС (Garnier-Pages) Луи Антуан (16.2.1803, Марсель,-31.10.1878, Париж), французский политич. деятель. Участник революций 1830 и 1848, умеренный бурж. республиканец. В 1842- 1848 чл. палаты депутатов. После Революции 1848 чл. Врем, пр-ва, мэр Парижа, мин. финансов (март - май); чл. Исполнит, комиссии (май - июнь). По инициативе Г.-П. 16 марта 1848 был введён дополнит. 45-сантимный поземельный налог, восстановивший крестьянство против Второй республики. Во время Второй империи - чл. Законодат. корпуса (1864-70), в к-ром примыкал к респ. оппозиции бонапартистскому режиму. После революции 4 сент. 1870 вошёл в пр-во нац. обороны ; с февр. 1871 активной политич. роли не играл.

Соч.: Histoire de la revolution de 1848, t. 1 - 10, P., 1861 - 72; врус. пер.- История революции 1848, т. 1 - 3, СПБ, 1862 - 64.

Лит.: Верморель А., Деятели сорок восьмого года, пер. с франц., М., 1923.

Е. Е. Юровская.

ГАРО (самоназв. - бодо), самый многочисл. народ группы бара-бодо. Числ. ок. 300 тыс. чел. (1967, оценка). Живут в горах Гаро в шт. Ассам (Индия). Язык Г. принадлежит к тибето-бирманской ветви китайско-тибетской семьи. В религии Г. важное место занимает культ священных камней, охраняющих вход в деревню. У Г. сохранились значит, остатки родоплеменной организации; в т. ч. пережитки матриархальных отношений, особенно в наследовании семейной собственности и в землепользовании. Осн. занятие - подсечно-огневое земледелие (рис, кукуруза), с чем связаны периодич. перемены мест поселения Г.

Лит.: Народы Южной Азии, М., 1963.

ГАРОННА (франц. Garonne, лат. Garumna), река во Франции и Испании (истоки). Дл. 647 км, пл. басе. 56 тыс. км2. Берёт начало в Центр. Пиренеях несколькими истоками на выс. 1800-2300 м , по выходе из гор течёт по Гароннской низменности. Шир. у г. Бордо ок. 500 м. Впадает в Бискайский зал. В пределах Пиренеев течёт в узкой глубокой долине, имеет крутое падение, ниже является типичной равнинной рекой с хорошо разработанной долиной. Осн. притоки: Сав, Жер, Баиз, Арьеж (с Пиренеев), Тарн, Ло, Дордонь (с Центр. Французского массива); сливаясь с р. Дордонь, Г. образует эстуарий Жиронду. Питание преим. за счёт талых вод горных снегов и дождей. Сток резко меняется по сезонам; макс, расход воды с марта по июнь, когда нередки паводки и наводнения (иногда катастрофические); второй максимум осенью. Ср. годовой расход в устье ок. 680 м3/сек (макс, до 8 тыс. м3/сек). Г. составляет часть судоходной водной системы (включающей также Гароннский канал и Южный канал), соединяющей Бискайский зал. со Средиземным м. Морские суда поднимаются по Г. до г. Бордо. В басе. Г.- водохранилища, ГЭС; используется для орошения. На Г. крупные города: Бордо, Ажен, Тулуза.

ГАРОННА ВЕРХНЯЯ (Haute-Garonne), департамент на Ю.-З. Франции, на границе с Испанией, в верхнем течении р. Гаронна, частично в Пиренеях. Пл. 6,4 тыс. км2. Нас. 710 тыс. чел. (1970). Адм. ц.- Тулуза. Пром-сть сосредоточена в Тулузе (авиац., хим., воен., текст., пищевая). В горах - ГЭС; у Сен-Марсе - добыча газа. Посевы пшеницы, кукурузы, виноградарство; разведение кр. рог. скота, свиней и птицы. Туризм, зимние виды спорта в долине Люшона. Горные курорты(Баньер-де-Люшон и др.).

А. Е. Слука.

ГАРОННСКАЯ НИЗМЕННОСТЬ, Аквитанская низменность, низменная равнина на Ю.-З. Франции, по среднему и ниж. течению р. Гаронна, между Пиренеями, Центр, французским массивом и Бискайским зал. Расположена на месте предгорного тектонич. прогиба; сложена преим. рыхлыми отложениями кайнозоя. Постепенно повышается от Бискайского зал. на В. не С. на Ю. (до 200-300 м). Характерно чередование широких речных долин (Гаронна с притоками, притоки р. Адур) и плоских, местами всхолмлённых междуречий; вдоль Бискайского зал.- песчаная заболоченная низменность - Ланды, с большим количеством озёр. Массивы широколиста, лесов, саженых сосновых боров; кустарники. Выращиваются табак, зерновые; фруктовые сады, виноградники.

ГАРОННСКИЙ КАНАЛ, во Франции. Является зап. продолжением Южного канала, образующего водный путь между Атлантическим ок. и Средиземным м. Проходит от Тулузы вдоль прав, берега р. Гаронна до г. Ажен, где переходит по акведуку на лев.'берег, и затем у г. Касте входит в р. Гаронна. Дл. ок. 200 км,св. 50 шлюзов. По Г. к. перевозятся гл. обр. с.-х. продукты, стройматериалы, лес. Грузооборот ок. 0,5 млн. т в год.

ГАРПИИ, в древнегреческой мифологии богини вихря, представлявшиеся грекам крылатыми чудовищами-птицами с девичьими головами. В переносном смысле Г. - злая женщина.

ГАРПИЯ (Harpia harpyja), дневная хищная птица сем. ястребиных (Accipitridae). Дл. тела ок. 1 м, весит до 7,5 кг. Населяет тропич. леса Центр, и Юж. Америки от Мексики до Сев. Аргентины. Гнездится раз в два года, устраивая гнёзда на высоких деревьях, поднимающихся над лесом; откладывает одно яйцо; птенца кормит более 10 мес. Относительно короткие крылья и длинный хвост, как у ястреба, обеспечивают манёвренность полёта Г. в лесу в поисках добычи: обезьян, ленивцев, опоссумов, крупных попугаев. Г. наз. и нек-рых др. крупных хищных птиц Юж. Америки и Юго-Вост. Азии.

Лит.: Fowler J. M. and Cope J. В., Notes on the harpy eagle in British Guiana, Auk , 1964, v. 81, № 3, p. 257 - 73.

ГАРПУН (голл. harpoen), метательное орудие для охоты на крупных морских животных (китов, моржей, тюленей). Ручной, примитивный Г. известен с конца палеолита. Состоит из древка, костяного навершия и наконечника (из кости, камня или металла), снабжённого боковыми зубцами и соединённого с древком ремнём. При ударе наконечник отделяется от древка и остаётся в теле животного. Ремень разматывается, и плывущее древко указывает охотнику путь животного.

Совр. Г. представляет собой металлич. стрелу, состоящую из штока и головки с четырьмя раскрывающимися лапами. На головку навинчивается граната, к-рая разрывается в теле животного. Дл. Г. 1530 мм, масса с гранатой, порохом и взрывателем ок. 70 кг. Вылетая из гарпунной пушки, Г. увлекает за собой прикреплённый к нему линь (трос), продолжением к-рого является канат китобойного судна.

И. С. Студенецкая.

ГАРПУННАЯ ПУШКА, приспособление для бросания гарпуна. Осн. части Г. п.: ствол с люлькой, клиновый затвор, 2 тормоза отката (накатник), механизм наводки (поворотная вилка), прицел. Пороховой заряд, энергией к-рого выталкивается гарпун, помещают в латунную гильзу. Гарпун вставляется в пушку с дульной части до упора в пыж, закрывающий пороховой заряд. Цилиндрич. шток гарпуна помещается в стволе, а головка с лапами и гранатой остаются снаружи ствола. Г. п. устанавливается на баке китобойного судна. Калибр Г. п. 90 мм, масса ок. 700 кг. На цель Г. п. наводится за рукоятку поворотной вилки, под к-рой помещается спусковой рычаг.

Лит.: Головлёв И., Техника китобойного промысла, 2 изд., Калининград, 1960.

И. С. Студенецкая.

ГАРРИДО, Гарридо-и-Тортоса (Garrido у Tortosa) Фернандо (1821, Картахена,- 1883, Кордова), испанский социалист-утопист, республиканец, политический деятель. Подвергался преследованиям со стороны властей; значительную часть жизни провёл в эмиграции. Во время Испанской революции 1868-74 Г., будучи депутатом кортесов, энергично выступал (1871) против предполагавшегося запрещения исп. секции 1-го Интернационала.

Г. считал зародышем будущего справедливого экономич. строя потребительскую и кредитную кооперацию, выступал за мирную эволюцию общества путём реформ, был сторонником федеральной республики в Испании. Г.- автор исследований по истории Испании 19 в.

Соч.: L'Espagne cpntemporaine, ses progres moraux et materials au XIXe siecle, Brux.- Lpz., 1862; Historia de las clases trabajadores..., Madrid, 1870.

ГАРРИК (Garrick) Дейвид (19.2.1717, Херефорд,-20.1.1779, Элтрон, близ Лондона), английский актёр, драматург, театр, деятель. Род. в семье офицера. Детство и юность провёл в Ирландии. С 1737 жил в Лондоне, где нек-рое время изучал юридич. науки, занимался виноторговлей. В 1740 начал драматургич. деятельность, с 1741 выступал в театре Гудменс-Филдс в незначительных ролях; после исполнения роли Ричарда III (одноим. произв. Шекспира) получил широкое признание зрителей. В том же году, сыграв роль слуги Шарпа в собств. комедии "Слуга-лгун" , утвердился как выдающийся комедийный актёр. С 1742 Г. выступал в театре Друри-Лейн , одним из владельцев к-рого стал в 1747. (Руководство Г. способствовало становлению театра как одного из ведущих в Зап. Европе.) Г. собрал в театре лучших актёров, создал ансамбль, ввёл регулярные репетиции. Большое внимание уделял постановочной стороне спектакля, запретил зрителям размещаться на сцене (что до того времени практиковалось в англ, театрах), ввёл рампу. Сценич. иск-во Г. было вершиной просветительского реализма в англ, театре 18 в. Он добивался в своей игре гармонии чувства и разума (по терминологии просветителей). Его исполнение отличалось новизной концепции, точностью внешнего рисунка и разработкой деталей (однако современники не считали его рациональным актёром), Г. обладал сильным темпераментом. Среди лучших трагедийных ролей: Ричард III, Гамлет, король Лир (в одноим. трагедиях Шекспира); комедийных - Бенедикт ( "Много шума из ничего" Шекспира), Абель Дреггер ( "Алхимик" Джонсона), Джон Брут (" Рассерженная жена" Ванбру). Г. принадлежит заслуга популяризации творчества Шекспира (исполнил 25 ролей в его пьесах); в 1769 он учредил шекспировские юбилеи на родине драматурга (Стратфорд-он-Эйвон). В 1776 продал театр Друри-Лейн драматургу Р. Б. Шеридану и оставил сцену.

Д. Гаррик в ролях: слева - Гамлет ( Гамлет У. Шекспира). Гравюра Дж. Мак-Арделла по рис. Б. Уилсона; справа - Лир ( "Король Лир" У. Шекспира; в центре- Гаррик).

Лит.: Полнер Т., Давид Гаррик, его жизнь и сценическая деятельность, СПБ. 1891; Минц Н., Давид Гаррик, М.- Л., 1939; Ступни ков И., Д. Гаррик, [Л., 1969]; Oman С., David Garrick, L., 1958. Ю. И. Кагарлицкий.

ГАРРИМАН, Xарриман (Harriman) Уильям Аверелл (р. 15.11.1891, Нью-Йорк), американский политич. деятель и дипломат. Миллионер (вклады в ж.-д. и авиакомпаниях, банковском и страховом деле и пр.). Политич. деятельность начал в 20-х гг. в Респ. партии, с 1928 -чл. Демократич. партии. Длительное время был советником Ф. Рузвельта (президент в 1933-45) по финанс. и пром. делам. В сент. 1941 возглавлял делегацию США на Моск. совещании трёх держав. В 1943-46 посол в СССР; в апр. - сент. 1946 посол в Великобритании. В 1946-48 мин. торговли, в 1948-50 руководитель амер. администрации в Европе по осуществлению плана Маршалла . В 1950-51 спец. помощник президента Г. Трумэна по внешнеполитич. вопросам. В 1951-53 руководитель управления по осуществлению программы взаимного обеспечения безопасности . В 1954-58 губернатор шт. Нью-Йорк. В 1961 и в 1965-69 посол чпо особым поручениям , в 1963-65 зам. гос. секретаря. В мае 1968 - янв. 1969 возглавлял делегацию США на совещаниях по Вьетнаму в Париже.

Д. С. Асанов.

ГАРРИМАН (Harriman), финансовая группа в США. Основатель её Эдуард Генри Гарриман (1848-1909) создал в 1872 банковскую и биржевую фирму Гарриман энд компани . К 1909 сосредоточил контроль над крупнейшими ж. д. Оставил состояние, оцениваемое до 600 млн. долл. Его сыновья У. А. Гарриман и Э. Р. Гарриман установили контроль над крупными пром. и банковскими корпорациями и удвоили своё состояние по сравнению с наследством, полученным от отца. В 1911 ими основан банкирский дом Гарриман бра-зерс энд компани , получивший в 1931 после объединения с другим крупным нью-йоркским банком наименование Браун бразерс энд Гарриман энд компани . После 1-й мировой войны 1914-18 Г. заключили соглашение с крупной герм, пароходной компанией Гамбургско-американская линия , скупили акции крупнейшего банка Австрии, начали разработку месторождения цветных металлов в Польше. В период 2-й мировой войны 1939-45 происходила дальнейшая консолидация финанс. группы Г., установились тесные связи с банками Фёрст нэшонал сити банк оф Нью-Йорк и Морган гаранти траст и др. нью-йоркскими и чикагскими финанс. группами. Совместно с ними Г. контролируют ряд крупнейших амер. корпораций, в к-рых владеют контрольными пакетами акций и занимают директорские посты. По данным на 1965, под контролем группы Г. были сосредоточены активы, превышающие 5 млрд. долл., из них 1,8 млрд. долл. в банковской сфере и 3,3 млрд. долл. в пром-сти и на транспорте.

Лит.: Перло В., Империя финансовых магнатов, пер. с англ., М., 1958; Меньшиков С. М., Миллионеры и менеджеры, М., 1965; Зорин В. С., Некоронованные короли Америки, 2 изд., М., 1967.

В. Г. Сарычев.

ГАРРИНГТОН, Харрингтон (Нагrington) Джеймс (7.1.1611, Антон,-11.9. 1677, Лондон), английский публицист, идеолог нового дворянства и буржуазии. В своих произведениях ( Республика Океания , 1656; Преимущества народного правления , 1657; Искусство законодательства , 1659, и др.) выступал против угрозы восстановления в Англии феод, монархии; разработал конституцию бурж.-дворянской республики, к-рую рассматривал как лучшую форму гос-ва для защиты завоеваний Англ. бурж. революции сер. 17 в. от покушений как феод, аристократии и Стюартов, так и широких нар. масс. В 1658-60 возглавлял респ. группу, пытавшуюся осуществить его конституцию. Применяя индуктивный метод Ф. Бэкона, доказывал зависимость форм гос-ва и его учреждений от распределения собственности в обществе. Портретстр. 131.

Соч.; The Oceana and other works..., L., 1737.

Лит.: Сапрыкин Ю. М., О классовой сущности политических взглядов Гаррингтона, в сб.: Средние века, в. 4-5, М., 1953 - 1954; его же, Борьба Гаррингтона и его группы за республику, там же, в. 9, М., 1957.

Ю. М. Сапрыкин.

ГАРРИОТ (Harriot) Томас (1560, Оксфорд,-2.7.1621, Лондон), английский математик. В Практике аналитического искусства (1631, посмертно) Г. ввёл знаки > и <, пользовался для обозначения чисел строчными буквами алфавита, строил ур-ния по их корням, нашёл выражение площади сферич. треугольника и т. п.

Лит.: Вилейтнер Г., История математики от Декарта до середины 19 столетия, пер. с нем., 2 изд., М., 1966.

ГАРРИС (Harris) Артур Траверс (р. 13.4. 1892, Челтнем), главный маршал авиации (1943) британских ВВС. На воен. службе с 1915. Участвовал лётчиком и командиром эскадрильи в 1-й мировой войне. Окончил штабной колледж (1929). В 30-х гг. в Мин-ве ВВС и представитель ВВС в имперском к-те обороны, глава миссии брит. ВВС в США (1938). Во время 2-й мировой войны командовал 5-й бомбардировочной авиагруппой (1939-40), в 1940-41 зам. нач. штаба ВВС, в 1941-глава брит, представительства ВВС в США. С 1942 командующий брит, бомбардировочной авиацией, руководил массированными налётами авиации на терр. Германии. С 1946 в отставке. В 1946-53 управляющий Южноафриканской судостроит. компанией. Награждён советским орденом Суворова 1-й степени (1944).

ГАРРИСОН (Harrison) Бенджамин (20.8.1833, Норт-Бенд, шт. Огайо,-13.3. 1901, Индианаполис), государственный деятель США. По образованию юрист. В 1889-93 президент США. Отражал интересы пром.-финанс. олигархии. Способствовал принятию в 1890 нового тарифного закона (тариф Мак-Кинли), а также т. н. антитрестовского закона Шермана, к-рый неоднократно использовался против рабочего движения. Явился инициатором созыва 1-й панамер. конференции 1889 с целью создания таможенного союза амер. гос-в под контролем США. В 1889 пр-во Г. установило фак-тич. протекторат над частью Самоа.

ГАРРИСОН, Хаприсон (Harrison) Росс Гренвилл (13.1.1870, Джерман-таун,- 30.9.1959, Нью-Хейвен, шт. Коннектикут), американский биолог. Окончил Ун-т Джонса Хопкинса (1889). Проф. анатомии этого ун-та (1899-1907) и Йельского ун-та (1907-38). Осн. исследования Г. в области экспериментальной эмбриотогии, в частности посвящённые развитию конечности, глаза и центр, нервной системы. Наиболее известны его работы по трансплантации частей зародышей позвоночных. Применение методов гетеропластической (межвидовой) пересадки позволило изучать закономерности роста и развития отдельных частей и органов животных и их взаимных влияний. Г. одним из первых предложил метод культивирования изолированных тканей и впервые наблюдал рост нервного волокна вне организма.

Соч.: Tho outgrowth of the nerve fibrs as a mode of protoplasmic mouvement, Journal of Experimental Zoology , 1910, v. 9; в рус. пер. - Некоторые трудности проблемы детерминации, Успехи современной биологии , 1Р34, т. 3. в. 6; Гетеропластические пересадки в эмбриологии, М.- Л., 1936.

Лит.: Бляхер Л. Я., Гаррисон. К 100-летию со дня рождения, Онтогенез , 1970, т. 1, № 3.

ГАРРИСОН (Garrison) Уильям Ллойд (12.12.1805, НьюберипоРт, шт. Массачусетс,-24.5.1879, Нью-Йорк), американский политич. деятель, журналист и поэт. В 1831-65 издавал еженедельник "Либерейтор" ( Liberator ), сыгравший важную роль в развитии аболиционистского движения. Был инициатором создания об-ва борьбы с рабством (1832). Во время Гражд. войны 1861-65, объединившись с революц. кругами аболиционистов, активно выступал за освобождение рабов. Борьбе против рабства негров посвящено и лит. творчество Г.

Р. Ф. Иванов.

ГАРСИА (Garcia) Мануэль дель Пополо Висенте (22.1.1775, Севилья,-9.6.1832, Париж), испанский певец (тенор), гитарист, композитор и вокальный педагог. В 1808-25 пел в итал. опере в Париже и Лондоне. В 1825-27 вместе со своими детьми-певцами гастролировал в США. Осн. партии: Дон Оттавио, Дон Базилио ( "Дон Жуан" , "Свадьба Фигаро" Моцарта) и др. С 1829 преподавал вокальное иск-во в Париже в организованной им школе пения. Приобрёл известность как автор многочисл. комич. опер и тонадилий-небольших муз.-драматич. пьес (с 1-3 участниками). Песня в стиле поло из тонадильи Г. "Мнимый слуга" использована Ж.Бизе в опере Кармен (антракт к 4-му действию), песня "Контрабандист я!" из "Расчётливого поэта" - Гарсиа Лоркой в пьесе "Мариана Пинеда" . Прославился как педагог; среди учеников Г.- его дочери М. Малибран и М. П. Виардо-Гарсиа, сын М. П. Р. Гарсиа и др.

Лит.: Levien J. М., The Garcia family, L., 1932.

ГАРСИА (Garcia) Мануэль Патрисио Родригес (17.3.1805, Мадрид,-1.7.1906, Лондон), испан. певец (бас) и вокальный педагог. Доктор медицины (1855). Сын и ученик М. дель П.В.Гарема. В 1825-27 гастролировал с отцом по городам США; дебютировал как оперный певец в Нью-Йорке (1825). В 1829 начал педагогич. деятельность в вокальной школе отца в Париже. В 1842-50 преподавал пение в Парижской консерватории. В 1848-95- проф. Королевской академии музыки в Лондоне. Написал неск. важных методич. работ:" Записки о человеческом голосе "(1840), "Полное руководство по искусству пения" (1847, рус. пер.- Школа пения , ч. 1-2, 1956). Г. работал также в области изучения физиологии человеческого голоса. В 1855 изобрёл ларингоскоп (прибор для исследования гортани). Педагогич. принципы Г. оказали значит, влияние на развитие вокального иск-ва 19 в. Ученики Г.: певицы - Ж. Линд, М.Маркези, Г.Ниссен-Саломан, певцы - Ю.Штокхаузен, К. Эверарди и др.

Лит.: Levien J. M., The Garcia family, L., 1932.

ГАРСИА ГУТЬЕРРЕС (Garcia Gutierrez) Антонио (5.10.1813, Чиклана, пров. Ка-дис,-26.8.1884, Мадрид), испанский драматург. В драме "Трубадур" (1836, опера Дж.Верди, 1853) показано столкновение героя с миром феод, насилия." Паж" (1837), "Валенсианский незнакомец" (1840)," Казначей короля "(1850), психологич. трагедия "Симон Бокканегра" (1843, опера Дж. Верди, 1857)- драмы романтич. страстей. Сюжеты пьес "Король-монах" (1837), "Свадьба доньи Санчи" (1843), "Каталонская месть" (1864), "Хуан Лоренсо" (1865) заимствованы из исп. романсеро и нар. преданий.

Соч.: Obras escogidas, Madrid, 1866; El diablo nocturno, Мех., 1956.

Лит.: Adams N. В., The romantic dramas of Garcia Gutierrez, N. Y., 1922; V a 1-buena Prat A., Historia de la literatura espanola, t. 2, Barcelona, 1957. А. Л. Штейн.

ГАРСИА ИНЬИГЕС (Garcia fniguez) Калисто (4.8.1839, Ольгин,-11.12.1898, Вашингтон), кубинский патриот, генерал, один из видных деятелей войны за независимость Кубы от Испании (1868-98). В окт. 1868 вступил в Освободит, армию. Руководил воен. операциями в пров. Орьенте. В сент. 1874 попал в плен и был выслан в Испанию. Вернулся на родину в 1880, но снова был выслан. В 1896 высадился в пров. Орьенте. Был зам.. главнокомандующего Освободит, армией; одержал ряд крупных побед. По окончании исп.-амер. войны и оккупации Кубы (1898) американцами выехал в дек. в США во главе делегации для выяснения вопроса о судьбе Освободит, армии. Умер, не дождавшись приёма президента.

Лит.: Gali M. S., Sobre biografia del mayor general Calixto Garcia Iniguez, La Habana. 1949. A. M. Зорина.

ГАРСИА КЕХИДО (Garcia Ouejido) Антонио(февр. 1856-13.7.1927, Мадрид), деятель испанского рабочего движения. По профессии типографский рабочий. Один из организаторов Испанской социалистической рабочей партии (ИСРП). Был гл. организатором Всеобщего союза трудящихся (1888) и одним из его руководителей. В 1894 избран секретарём Нац. к-та ИСРП. С целью пропаганды марксизма в Испании основал журн. Нуэва эра ( La Nueva Era ) и издательство • Библиотека общественных наук . С победой Окт. революции в России Г. К. стал пропагандистом её идей. Был одним из лидеров группы левых социалистов-интернационалистов, к-рая в апр. 1921 вышла из ИСРП и основала Исп. коммунистич. рабочую партию, слившуюся в нояб. 1921 с Коммунистич. партией Испании (осн. в 1920). С 1921 чл. ЦК компартии.

ГАРСИА ЛОРКА (Garcia Lorca) Федерико (5.6.1898, Фуэнтевакерос,-19.8.1936, близ Гранады), испанский поэт и драматург. Окончил ун-т в Гранаде. Народно-песенная стихия Андалусии питала его творчество. Преодолев подражательность первой Книги стихов (1921), Г. Л. обогатил традиц. формы достижениями совр. поэзии, выразил нар. жизнеощущение в сб-ках "Канте хондо" (1921-22, опубл. 1931), "Песни" (1927), "Цыганский роман-серо" (1928), в поэме "Плач по Игнасио Санчесу Мехиасу" (1935). Результатом поездки в США и на Кубу (1929-30) явилась кн. стихов "Поэт в Нью-Йорк"е (опубл. 1940), проникнутая духом неприятия капиталистич. мира.

В драматургии воплотил осн. темы своей поэзии - любовь, смерть, ненависть к деспотизму. Автор романтич. сказки "Злые чары бабочки" (1919), героич. драмы "Мариана Пинеда" (1925, рус. пер. 1944), пьес для кукольного театра, народного фарса "Чудесная башмачница" (1930, рус. пер. 1940). Вершинами поэтического театра Г. Л. стали трагедии "Кровавая свадьба"(1933,рс.пер.,1938) и"Иерма" (1934, рус. пер. 1944), пьеса "Донья Росита, девица, или Язык цветов" (1935, рус. пер. 1957), драма "Дом Бернарды Альбы "(193G, опубл. 1945, рус. пер. 1957). Героини этих произведений вступают в непримиримый конфликт с косной окружающей средой.

После провозглашения республики (1931) Г. Л. примкнул к передовой части исп. писателей. В 1931-33 он возглавил передвижной студенч. театр Баррака , ставивший пьесы исп. классиков. Застигнутый франкистским мятежом в Гранаде, Г. Л. был расстрелян фашистами.

Соч.: Obras completas, [Madrid, 1966]; врус. пер.- Театр, вступ. ст. Ф. Кельина, М., 1957; Избранная лирика. [Предисловие Э. Симорра, М., I960]; Лирика. [Предисловие А. Гелескула], М., 1965.

Лит.: Осповат Л., Гарсиа Лорка, М., 1965; Vazquez Осana F., Garcia Lorca. Vida, cantico у muerte, Мех., 1957; Саno J. L., Garcia Lorca. Biografia ilustrada, Barcelona, [1962]; Auсlair M., Enfances et mort de Garcia Lorca, [P., 1968] (библ. с. 473-74); Honig E., Garcia Lorca, L., [1968] (библ. с. 227 - 34).

Л. С. Осповат.

ГАРСИА МАРКЕС (Garcia Marquez) Габриель (р. 1928, Аракатака, Колумбия), колумбийский писатель. Писал сценарии. Был репортёром либеральной газеты Эль Эспектадор ( El Espectador ) в Боготе и Европе, в 1959-60 корреспондент кубинского агентства Пренса Латина . В повестях Г. М. Опавшая листва (1955), Полковнику никто не пишет (1958), Недобрый час (1962), написанных в реалистической манере, сильны критические мотивы. В сборнике Похороны Мама-Гранде (1962) Г. М. впервые ввёл в рассказы фантастику, ставшую одним из основных художественных элементов его романа-эпопеи Сто лет одиночества (1967, рус. пер. 1970). Реальной основой романа служит история Колумбии. Роман отличается многоплановостью, в нём дана сатирическая картина буржуазной цивилизации.

Соч. в рус. пер.: Сто лет одиночества. Послесловие В. Столбова, М., 1971.

Лит.: Буэндиа, Макондо и мир, Латинская Америка , 1971, № 3; Революционный долг писателя - писать хорошо (Габриэль Гарсиа Маркес о своем творчестве и о себе), Иностранная литература , 1971, №; 6; Recopilacion de textos sobre Gabriel Garcia Marquez, La Habana, 1969.

В. С. Столбов.

ГАРСИА MОHXE (Garcia Monge) Xoaкин (20.1.1881, Сан-Хосе, -31.10.1958, там же), костариканский писатель, публицист, обществ, деятель. Был мин. просвещения, директором Нац. б-ки. Издавал лит. журн. Реперторио американо (Rерегtоrio Americano , 1919-58). В нём Г. М. выступал в защиту респ. Испании, против империализма, колониализма и реакц. режимов Лат. Америки. Бытописатель-реалист, Г. М. в романах" Сиротка" (1900), "Дочери полей"(1900) "Самопожертвование "(1902), сб." Злой призрак и другие рассказы" (1917) и др. изобразил тяжёлую жизнь бедноты. В 1905 перевёл на исп. яз. "Красный смех Л.Андреева." Один из организаторов Конгресса в защиту мира и культуры (1953).

Лит.: Abreu Gomez E., Escritores de Costa Rica, Wash., 1950.

ГАРСИА МОРЕНО (Garcia Moreno) Габриель (24.10.1821, Гуаякиль,-6.8. 1875, Кито), государственный деятель Экуадора. В 1860 возглавил врем, пр-во, в 1861-65 президент. В 1869 совершил гос. переворот и провозгласил себя диктатором. Превратил страну в своего рода теократич. гос-во. По конкордату с рим. папой (26 сент. 1862) католицизм признавался единств, религией, в казну Ватикана ежегодно отчислялось 10% гос. дохода. Просвещение было передано в руки иезуитов. Клерикально-помещичья диктатура Г. М. свирепо расправлялась со своими противниками, жестоко подавляла выступления трудящихся, в частности индейцев. Г. М. был убит группой студентов, организовавших против него заговор.

Б. И. Коваль.

ГАРСИА ОЛИВЕР (Garcia Oliver) Хуан, деятель испанского рабочего движения. В 1920-22 один из лидеров анархизма в Испании, соратник Ъ.Дуррути. В годы Нац.-революц. войны 1936-39 руководитель антифаш. милиции Каталонии (июль - сент. 1936), затем мин. юстиции в пр-ве Нар. фронта (нояб. 1936- май 1937). Являлся сторонником единства действий рабочих и антифаш. орг-ций, боролся против капитулянтов. После падения республики - в эмиграции в Лат. Америке.

ГАРСИА ЭРНАНДЕС (Garcia Hernandez) Анхсль (1900-14.12.1930, Кампо-де-лос-Мартирес), испанский офицер (капитан); вместе с Ф.Галаном Родршесом - организатор и руководитель респ. восстания гарнизона в г. Хака в дек. 1930. После подавления восстания был расстрелян.

ГАРСИЛАСО ДЕ ЛА ВЕГА (Garcilaso de la Vega), известен под именем Инка (ок. 1539- ок. 1616), историк Перу. Сын губернатора Куско (Перу). Мать Г. дела В. принадлежала к высшей инкской знати. В 1560-70 - на воен. службе в Испании. В дальнейшем поселился в Кордове и занялся лпт. деятельностью. В нач. 17 в. переехал в Португалию, где в 1605 опубл. труд о завоевании Флориды. Здесь же в 1609 была изд. 1-я часть его большой работы об истории инков и завоевании Перу. 2-я часть была опубл. в 1617. Сочувственно относился к индейцам, ставшим жертвами завоевателей.

Соч.: Los comentarios reales que tratan del origen deloslncas.pt. 1 - 2, Lisboa-Cordoba, 1609 - 17.

М. С. Алъперович.

ГАРСОН (франц. garcon, букв.-мальчик), во Франции - официант в ресторане или кафе; мальчик для посылок в гостинице.

ГАРТ (Hart) Генрих (1855-1906) и Юлиус (1859-1930), немецкие писатели, братья; см. Карт Г. и Ю.

ГАРТ, X а р т (Harte) Фрэнсис Брет (Б ре т Гарт) (25.8.1836, Олбани,-5. 5.1902, Лондон), американский писатель. Сын школьного учителя. Был золотоискателем, журналистом. В цикле Калифорнийские рассказы (1857-71) описал быт и нравы старателей на золотых приисках. В России эти произв. высоко оценили Н.Г.Чернышевский, М.Е.Салтыков-Щедрин, Г.И.Успенский. В остроумных пародиях на писателей романтич. и сентиментального направления ( Романы в самом кратком изложении , 1867) Г. выступал как сторонник реализма. Герои Г.- отверженные бурж. обществом люди, способные на мужеств. поступки ( "Счастье ревущего стана ", 1868, рус. пер. 1895; "Как Санта Клаус пришёл в Симпси бар" , 1872; "Млисс" , 1860, рус. пер. 1910).

Ф. Б. Гарт. Изгнанники Покер-флета (Москва, 1956). Илл. И. А. Альтмана.

В рассказах ( "Миллионер из Скороспелки" , "Человек из Солано" ) и романах ( "Габриел Копрой" , 1875-76, и др.) Г. показал развращающую власть золота; выступал против расизма ( "Вань-Ли-Язычник" , "Трое бродяг из Тринидада" ); обращался к историч. теме.

Соч.: Complete works, v. 1 - 10, Boston - N. Y., 1929; The letters, Boston - N. Y., 1926; врус. пер.- Поли. собр. соч., т. 1 - 12, Л., 1928; Избр. произведения, вступ. ст. И. Д. Глпкмана, М.- Л., 1960.

Лит.: Лидский Ю., Писатель-реалист Брет Гарт, К., 1961; Stewart G. R., Bret Harte. Argonaut and exile, Boston - N. Y., 1931; О' Соnnоr R., Bret Harte. A biography, Boston - Toronto, 1966; G a-er J., Bret Harte. Bibliography and biographical data, N. Y., [1968].

Б. А. Гиленсон.

ГАРТ (от нем. Hartblei, букв.- твёрдый свинец), сплавы свинца с сурьмой и оловом, применяемые в полиграфии для отливки машинного набора, стереотипов, шрифтов ручного набора, типографских линеек и пробельного материала.

"ГАРТ" (укр.- закалка), союз пролетарских писателей Украины. Организован в 1923. Объединял видных укр. писателей (П.Тычина, В. Сосюра, И. Микитенко, И.Кулик, В.Блакитный и др.). Существовал театральный Г. (группа деятелей рабочего театра), а также заокеанский Г. , в к-рый входили пролет, укр. писатели США и Канады (И.Йрчан, Н.Тарнов-ский, М.Шатульский, В.Шопинскийи др.). Разнородные идейнотворч. устремления союза привели его к распаду в 1925. В 1927 был создан Всеукр. союз пролет, писателей (ВУСПП). Его органом был лит.-художеств, и критич. журнал Гарт , выходивший с 1927 по 1932.

ГАРТЛЕБЕН (Hartleben) Отто Эрих (1864-1905), немецкий писатель; см. Хартлебен О.Э.

ГАРТЛИ, Хартли (Hartley) Дейвид (30.8.1705, Армли,-28.8.1757, Бат), английский мыслитель, один из основоположников ассоциативной психологии. Сын священника, изучал богословие в Кембридже. В дальнейшем получил мед. образование и всю жизнь работал врачом.

Стремясь установить точные законы психич. процессов для управления поведением людей, попытался применить для этого принципы физики И. Ньютона. По Г., вибрации внеш. эфира вызывают соответствующие вибрации в органах чувств, мозге и мышцах, а эти последние находятся в отношении параллельности к порядку и связи психич. явлений, от элементарных чувствований до мышления и воли (см. Психофизическая проблема). Следуя учению Дж.Локка, Г. впервые превратил механизм ассоциации в универсальный принцип объяснения психической деятельности. Основным для закрепления ассоциации он считал повторение. По Г., психич. мир человека складывается постепенно в результате усложнения первичных элементов посредством ассоциации психич. явлений в силу их смежности во времени и частоты повторений; побудительные силы развития - удовольствие и страдание. Сходным образом Г. объяснял формирование общих понятий; они возникают из единичных путём постепенного отпадания от ассоциации, остающейся неизменной, всего случайного и несущественного; совокупность постоянных признаков удерживается как целое благодаря слову, выступающему в качестве фактора обобщения.

Несмотря па свою механистичность, учение Г. было крупным шагом вперёд на пути материалистич. понимания психики. Его влияние охватило не только психологию, но и этику, эстетику, логику, педагогику, биологию. Активным пропагандистом учения Г. был англ, химик и философ Дж. Пристли.

Соч.: Размышления о человеке, его строении, его долге и упованиях, в кн.: Английские материалисты, XVIII в., Собр. произв., т. 2, М., 1967.

Лит.: Ярошевский М. Г., История психологии, М., 1966, гл. 6.

М. Г. Ярошевский.

ГАРТМАН Виктор Александрович [23.4 (5.5). 1834, Петербург,- 23.7(4.8). 1873, с. Киреево Моск. губ.], русский архитектор. Учился в петерб. АХ (1852-61). Один из основоположников русского стиля . В работах Г. идеи развития нац. зодчества сводились к обильному украшению построенных им зданий узорами, заимствованными из нар. вышивок, и деревянной резьбы (типография Мамонтова, ныне № 16 Главполиграфпрома в Москве, 1872). Автор изобретательно декорированных деревянных выставочных павильонов (в к-рых широко применял сборные дерев, конструкции), студии в Абрамцеве (1872). Рисовальщик, акварелисту 1871 оформлял оперы М.И.Глинки и А. Н. Серова в Мариинском театре в Петербурге. Акварели Г. послужили темой "Картинок с выставки" М.П.Мусоргского.

Лит.: Стасов В., В. А. Гартман, Собр. соч., т. 2, СПБ, 1894, с. 126 - 39, 150 - 58; Архитектурный календарь, Архитектура СССР , 1939, № 5.

В. М. Полевой.

ГАРТМАН Лев Николаевич (,1850, Архангельская губ.,-1908, Нью-Йорк), русский революционер, народник. Из мещан. С 1876 участвовал в революц. движении на юге России. В 1878-79 жил в саратовском и тамбовском поселениях землевольцев. После раскола Земли и воли (1879) примкнул к орг-ции Чёрный передел , но вскоре перешёл в Народную волю . В сент,- нояб. 1879 под именем Н.С.Сухорукова вместе с С.Л.Перовской и др. участвовал в подготовке покушения на царя (подкоп на ж. д. под Москвой). В дек. 1879 бежал за границу. По настоянию царского пр-ва 23 янв. 1880 был арестован в Париже, но благодаря вмешательству рус. революц. эмиграции и прогрессивной франц. печати (В. Гюго и др.) освобождён. Являлся заграничным представителем Народной воли . В кон. 1881 переехал из Лондона в Америку. Был знаком с К.Марксом и Ф.Энгельсом.

Лит.: К. Маркс, Ф. Энгельс, и революционная Россия, М., 1967; Сидоров Н. А., Л. Н. Гартман, М., 1930.

ГАРТМАН, Хартман (Hartmann) Мориц (15.10.1821, Душник, Богемия,- 13.5.1872, Обердёблинг близ Вены), австрийский писатель. Род. в евр. купеч. семье. Учился в Пражском ун-те. В первом сб. стихов Чаша и меч (1845) развивал идеи свободы личности; в Чешских элегиях (1847) прославлял чешское революц. движение. В поэме Рифмованная хроника попа Маурициуса (1849) воспевал нац.-освободит, борьбу венг. народа. Автор романов Война в лесу (1850), Драгоценности баронессы (1868), сб-ков рассказов Тени (1851), С натуры (1866). Нек-рые стихи и песни Г. ( Белое покрывало ) были популярны в России в переводах М.Л.Михайлова, А.Н.Плещеева, П.И.Вейнберга.

Соч.: Gesammelte Werke, Bd 1 - 10, Stuttg., 1873 - 74; в рус. пер., в кн.: Немецкие поэты в биографиях и образцах, под ред. Н. Гербеля, СПБ, 1877.

Лит.: Wittner О., Moritz Hartmanns Leben und Werke, Bd 1 - 2, Prag, 1906 - 07.

C. E. Шлапоберская.

ГАРТМАН (Hartmann) Николай (20.2. 1882, Рига,-9.10.1950, Гёттинген), немецкий философ-идеалист, основоположник т. н. критической (или новой) онтологии. Окончил гимназию в Петербурге. В 1920- 1945 проф. философии в ун-тах Марбурга, Кёльна, Берлина, в 1945-50 Гёттингена. Вначале был последователем марбургской школы неокантианства; не удовлетворённый её субъективизмом ( методологизмом ), Г. под влиянием Э. Гуссерля и М.Шелера разработал онтологич. концепцию, к-рая в целом оказывается модернизацией аристотелевски-схоластич. учения о бытии ( Система онтологии , т. 1-4, 1933-50). Согласно Г., бытие имеет слоистую структуру и должно быть рассмотрено как иерархия четырёх качественно различных пластов: неорганич., органич., душевного и духовного. Формы существования и категориальная структура разных слоев неодинаковы: так, имматериальные слои (дух, психическое) существуют только во времени. Каждый из высших слоев коренится в низшем, но полностью им не определяется. Низшие формы бытия активнее в своём самоутверждении, высшие обладают большей свободой проявления. Г. считал коренные филос. проблемы неразрешимыми. В этике Г. вслед за Шеле-ром развивал теорию неизменных этич. ценностей . Осн. вопросом для Г. является в этой области проблема соотношения ценностей и свободы воли, рассматриваемая как отношение двух родов сил ( детерминаций ): идеальной (ценностей, являющихся ориентиром для воли) и реальной (воли, осуществляющей ценности) ( Этика , 1925).

Соч.: Grundziige der Metaphysik der Erkenntnis, 4 Aufl., В., 1949; врус. пер.- Эстетика, М., 1958.

Лит.: Зотов А. Ф., Проблема бытия в Новой онтологии Н. Гартмана, в сб.: Современный объективный идеализм, М., 1963; Горнштеин Т. Н., Философия Н. Гартмана, Л., 1969 (имеется библ.); Heimsoeth Н., Heiss R. [Hrsg.], N. Hartmann. Der Denker und sein Werk, Gott., 1952; Feuerstein R., Die Modal-lehre N. Hartmanns, Koln. 1957; Ваrоne F., N. Hartmann nella filosofia del novecento, Torino, 1957.

ГАРТМАН (Hartmann) Эдуард (23.2. 1842, Берлин,-5.6.1906, Грослихтер-фельде), немецкий философ-идеалист. Источниками философии Г. были волюнтаризм А.Шопенгауэра и философия тождества Шеллинга. Соч. Г. Философия бессознательного (1869, 12 изд., 1923) противопоставляет естеств.-науч. материализму мистич. идеализм, а идее социального прогресса - пессимистич. взгляд на историю. Г. придерживается панпсихизма, допуская наличие ощущений у растений и даже у атомов. Основой всего сущего он полагал абсолютное бес-сознат. духовное начало. Вселенная, по Г.,- это продукт иррационального процесса, в к-ром сознание - лишь орудие бессознат. мировой воли, рассматриваемой в качестве источника жизни и движущей силы развития.

На основе признания иррациональности мира Г. разрабатывает этику с точки зрения пессимизма ("Феноменология нравственного сознания" , 1879,3 изд. 1922). Он призывает к избавлению от трёх иллюзий, последовательно владевших умами людей: иллюзии земного счастья, иллюзии потустороннего счастья и, наконец, иллюзии достижения счастья в результате социального прогресса. В своём отрицании возможности счастья в результате исторического развития Г. приходит к проповеди нигилистической религии ( "Философия религии" , 1882),-эволюция влечёт Вселенную к уничтожению путём осознания её неразумия и нецелесообразности. В психологии Г. выступил против материалистич. позиции, согласно к-рой психич. процессы зависят от физиологических.

Соч.: Kategorienlehre, В., 1896; Die Weltanschauung der modernen Physik, Lpz.,1902; System der Philosophic im Grundriss, Bd 1-8, [Lpz.], 1907 - 09; врус. пер.- Сущность мирового процесса или философия бессознательного, в. 1 - 2, М., 1873 - 75; Истина и заблуждения в дарвинизме, СПБ. 1909; Современная психология, М., 1902; К понятию бессознательного, в сб.: Новые идеи в философии, сб. 15, СПБ, 1914.

Лит.: Ленин В. И., Поли. собр. соч., 5 изд., т. 18, с. 61, 302 - 304; Дебольский Н. Г., Трансцендентальный реализм Гартмана, в сб.: Новые идеи в философии, сб. 14, СПБ, 1914; Нubеr М., Eduard yon Hartmanns Metaphysik und Religionsphilo-sophie, Winterthur, 1954.

Б. Э. Быховский.

ГАРТМАН ФОН АУЭ (Hartmann vnn Aue) (ок. 1170- ок. 1210), немецкий поэт-миннезингер. Как рыцарь участвовал в крестовых походах 1197 и др. Автор рыцарских романов Эрек и Ивейн , принадлежащих к циклу романов о короле Артуре, и стихотворного романа Бедный Генрих . Идея аскетизма лежит и в основе стихотворной повести Столпник Григорий . Автор любовных песен и песен о крестовых походах.

Соч.: [Werke], hrsg. von F. Bech, Tl 1-3, Lpz., 1934.

Лит.: Sparnaay H., Hartmann von Aue. Studien zu einer Biographie, Bd 1 - 2, Halle/Saale, 1933 - 38.

Н. В. Веселовская,

ГАРТМАНА ГЕНЕРАТОР, газоструйный излучатель звуковых и ультразвуковых волн. Осн. часть Г. г.- сопло 1 (рис.), в котором газ находится под давлением р > 0,2 Мн/м2 (1,93aт) и из которого вытекает со сверхзвуковой скоростью; при этом в образовавшейся газовой струе возникают волны уплотнения и разрежения. Если в такой поток соосно с соплом поместить на нек-ром расстоянии резонатор 2, то происходит излучение звуковых и ультразвуковых волн. Частота излучаемого звука зависит от расстояния между соплом и резонатором, а также от размера резонатора. Наиболее благоприятны условия в отношении излучения в том случае, когда диаметр выходного отверстия сопла D, диаметр отверстия резонатора d и его длина l равны между собой (D = d =l).

Т. г. может излучать акустич. мощности, доходящие до неск. десятков вт. Если продувать через сопло сжатый воздух (из баллона или от компрессора), можно получить частоты от 5-6 кгц до 120 кгц. Применяя вместо воздуха водород, можно получить частоты до 500 кгц.

Назван по имени изобретателя - дат. учёного Ю.Гартмана (J. Hartmann, 1881 - 1951).

Лит.: Бергман Л., Ультразвук и его применение в науке и технике, пер. с нем., 2 изд., М., 1957. В. А. Красилъников.

ГАРТМАНА ДИАФРАГМА, приспособление для исследования качества объективов телескопов. Представляет собой круглую непрозрачную ширму с отверстиями, устанавливаемую перед объективом телескопа, направляемого на звезду. При исследованиях делаются фотоснимки на пластинках, устанавливаемых ближе и дальше фокальной плоскости объектива; на этих снимках лучи, проходящие через отверстия в Т.д., оставляют следы. Зная расстояние между фотопластинками при получении снимков и измеряя положения следов, можно восстановить ход лучей, найти плоскость наилучшей фокусировки, радиус наименьшего кружка рассеяния и определить зональные и местные ошибки объектива. Г. д. названа по имени нем. оптика А. Гартмана (A. Hartmann, 1904).

ГАРТНЫЙ Тишка (псевд.; наст, имя и фам. Дмитрий Фёдорович Ж и л у н о в и ч) [23.10(4.11). 1887-11.4.1937], белорусский советский писатель и обществ, деятель, акад. АН БССР (1928). Чл. КПСС с 1918. Род. в местечке Копыль, ныне Минской обл. С 1912- в Петербурге, сотрудничал в газ. "Правда ", редактировал белорус, газ. "Дзяннща" ( Денница ). Пред, первого Советского правительства Белоруссии (1919). Г.- поэт, прозаик, драматург, публицист и критик - принадлежал к революционно-демократич. направлению в белорус, дооктябрьской лит-ре; наряду с крест, тематикой в его лирике большое место занимает образ рабочего - сб. Песни (1913). В сб-ках Песни труда и борьбы (1922) и Торжество (1925) Г. славил завоевания Октября, труд сов. человека. Наиболее значит, произв.- роман Соки целины (1914-29) о формировании революц. сознания белорус, народа. В сб-ках рассказов Щепки на волнах (1924) и Аллеи (1927) показана героика Гражд. войны, созданы образы коммунистов. Автор пьес и романа о коллективизации Перегуды (1935).

Соч.: Збор творау, т. 1 - 4, Мшск, 1929 - 32; Сом цалшы, т. 1 - 2. [Вступ. ст. А. Адамовича], Мшск. 1957; Вер-шы, Мшск, 1967; в рус. пер.- Хозяин. [Послесл. С. X. Александровича], М.-Л., 1962.

Лит.: Клачко А.,Цiшка Гартны, Мiнск, 1961; Александровiч С., Цiшка Гартны, в кн.: Гiсторыя беларускай савецкай лiтaратуры, т. 1, Мiнск, 1964.

С. X. Александрович.

ГАРУА (исп. garua), плотный моросящий туман на Тихоокеанском побережье Юж. Америки, в Экуадоре, Перу и Чили. Может длит, время удерживаться в зимнее полугодие. Связан с охлаждением морского воздуха над холодными водами Перуанского течения. Термин климат Г. употребляется для обозначения климата пустынь, расположенных на океа-нич. побережьях материков, омываемых холодными течениями.

ГАРУН-АЛЬ-РАШИД, халиф из династии Аббасидов; см. Харун ар-Рашид.

ГАРУСПИКИ [лат. haruspex, от Ыгае (этрусск. harus)- кишки, внутренности и specie - наблюдаю], в Древнем Риме жрецы, гадавшие по внутренностям жертвенных животных и толковавшие также явления природы (гром, молнию и др.). Гадания Г. римляне заимствовали у этрусков.

ГАРФИЛД (Garfield) Джеймс Абрам (19.11.1831, Ориндж, шт. Огайо,-19.9. 1881 ,Элберои,шт. Нью-Джерси), гос. и политич. деятель США. Род. в семье фермера. Во время Гражданской войны 1861-65 был одним из командиров армии А. Линкольна. С 1862 чл. конгресса; в 70-х гг. стал лидером республиканцев в палате представителей. После острой борьбы был выдвинут кандидатом в президенты от Респ. партии на выборах 1880. Президент с 17 марта 1881. Умер после тяжёлого ранения (покушение 2 июля 1881).

ГАРЦ, X а р ц (Harz, от Hart - лесистые горы), горный массив в ФРГ и ГДР. Вые. до 1142 м (г. Броккен). Типичный горст, сложенный преим. кварцитами, гранитами и сланцами палеозойского возраста; по периферии - мезозойские известняки. Вершинная поверхность платообразная, с отд. останцовыми вершинами, склоны сильно расчленены реками басе. Везера и Эльбы. Осадков ок. 1650 мм в год. Пихтовые леса; предгорья распаханы. Месторождения меди, серебра, свинца, цинка. Туризм.

ГАРЦИНИЯ (Garcinia), род вечнозелёных деревьев и кустарников сем. клюзиевых; ранее Г. относили к сем. зверобойных. Листья крупные продолговатые или овальные, кожистые. Цветки мелкие, одиночные или собраны в небольшие соцветия. Плоды округлые, величиной с яблоко или вишню, с плотной оболочкой и сочной мякотью, внутри с перегородками. Ок. 220 видов, гл. обр. в тропич. Азии и Африке. Плоды нек-рых видов Г., напр, мангостаны, съедобны. Ряд азиат, видов Г. даёт камедесмолу - гуммигут. Из семян Г. индийской (G. indica) получают масло кокум , употребляемое в пищу и для изготовления красок. Нек-рые виды Г. дают ценную древесину.

Лит.: Синягин И. И., Тропическое земледелие, М., 1968.

ГАРШИН Всеволод Михайлович [2(14). 2.1855, имение Приятная Долина Бахмутского у., ныне Донецкая обл.,- 24.3(5.4). 1888, Петербург], русский писатель. Отец Г. был офицером, участвовал в Крымской войне 1853-56. В 1874 Г. поступил в Горный ин-т в Петербурге. Начал печататься в 1876. Сблизившись с художниками-передвижниками, написал ряд статей о живописи. В 1877 ушёл добровольцем на рус.-тур. войну, был ранен, произведён в офицеры. Воен. впечатления Г. отразились в рассказах "Четыре дня" (1877), "Трус" (1879), "Из воспоминаний рядового Иванова" (1883). Восхищаясь нравств. силой солдат, Г. осуждал войну с гуманистич. позиций. Трагедия женщины, вынужденной продавать себя, изображена в рассказах "Происшествие" (1878), "Надежда Николаевна" (1885). Проблема пути интеллигенции (бурж. обогащение или исполненное лишений служение народу) поставлена в рассказах "Встреча" (1879) и "Художники" (1879). "Attalea princeps" (1880) и "Красный цветок" (1883) - аллегорическое изображение революционной жертвенности народников-семидесятников. Г.- мастер рассказа, отличающегося эмоциональностью и филос. содержательностью, драматич. напряжённостью, в чём сказалось влияние Ф.М.Достоевского. Г. обращался и к жанру сказки, фантастич. новеллы, очерка. Искания нравств. идеала и новых форм массовой лит-ры сближали творчество Г. с народными рассказами Л. Н. Толстого ( "Сказание о гордом Агее" , 1886, "Сигнал" , 1887), но к толстовской философии непротивления злу он относился отрицательно. Обладая обострённой впечатлительностью, Г. болезненно чутко реагировал на обществ, несправедливость. В 1880, потрясённый казнью революционера И. О. Млодецкого и неудачей при попытке вступиться за него, Г. тяжело заболел, ок.2 лет находился в психиатрич. лечебнице. Во время одного из припадков покончил с собой.

В. М. Гаршин. Лягушка-путешественница (Москва, 1937). Илл. Г. Никольского.

Соч.: Поли. собр. соч. в трёх томах, т. 3 - Письма. [Вступит, ст. и коммент. Ю. Г. Оксмана], М.-Л., 1934 [т. 1-2 не вышли]; Соч., [вступ. ст. Г. Вялого], М.- Л., 1963; La guerre, P., 1897 (предисл. Ги де Мопассана).

Лит.: Памяти Гаршина. Художественно-литературный сборник, СПБ, 1889; Короленко В. Г., В. М. Гаршин, Собр. соч., т. 5, М., 1953; Порудоминский В л., Гаршин, М., 1962; Евнин Ф. И., Ф. М. Достоевский и В. М. Гаршин, Изв АН СССР. ОЛЯ , 1962, т. 21, в. 4; Б я л ы и Г. А., В. М. Гаршин, Л., 1969; Г у р г у л о в а М., Творчеството на В. М. Гаршин, [София], 1966; История русской литературы XIX в. Библиография, указатель, М.- Л., 1962.

Н.И.Азарова.

ГАРШНЕП (Lymnocryptes minima), птица подсем. бекасовых отр. ржанкообразных (Charadriiformes). Дл. тела 19-22 см, весит ок. 80 г. Клюв длинный, тонкий. Спина черпая с металлич. блеском, верх головы чёрный с крапинами, по бокам головы светлые полосы, брюшная сторона беловатая. Встречается в сев. и средней полосе Европы и Азии. Гнездится в тундре, лесотундре и на болотах в сев. части таёжной зоны. Гнездо на сухом месте. В кладке 4 яйца; насиживает самка. Г. ведёт ночной и сумеречный, скрытный образ жизни. Всюду малочислен. Перелётная и частично зимующая (на юге СССР)птица. Питается насекомыми, их личинками, червями и моллюсками. Объект спортивной охоты.

ГАРЬ, горельник, пальник, лесная площадь, на к-рой лес повреждён или уничтожен огнём. Различают Г. с уничтоженным и жизнедеятельным древостоем, сухостойные и валежные (см. Валежник). Г. становятся очагами массового размножения вредителей (короедов, усачей и др.), ухудшают водоохранные и почвозащитные свойства леса, опасны в пожар-•ном отношении. В условиях Крайнего Севера, Сибири, Д. Востока заготовка леса на Г. часто становится невозможной, т. к. они подвергаются заболачиванию, ветровалу. В горных условиях на Г. наблюдается смыв почвы. Сухие песчаные почвы Г. подвергаются ветровой эрозии.

ГАРЬКАВЫЙ Илья Иванович [19(31). 7. 1888 - 1. 7. 1937], советский военачальник, комкор (1935). Чл. Коммунистической партии с февраля 1918. Родился в с. Мухенково Екатеринославской губ. в семье крестьянина, был учителем. Участник 1-й мировой войны, окончил Одесское воен. училище (1916), поручик. В 1917 чл. полкового к-та, затем пред. Кишинёвского совета. В 1918 комендант р-на Особой армии Одесского воен. округа, пом. военрука Воронежского губ-военкомата, работник штаба 9-й армии. С апр. 1919 нач. штаба и нач. 45-й стрелк. дивизии. С апр. 1921 нач. штаба командующего вооруж. силами Украины и Крыма, с июля 1921 нач. штаба дивизии. В 1922-23 командир дивизии. Окончил воен.-академич. курсы усовершенствования (1924). В 1924-28 и 1930-31 командовал корпусом, в 1928-30 нач. Командного управления Гл. управления РККА. В 1931-35 пом., затем зам. командующего Ленинградским воен. округом. С 1935 командующий Уральским воен. округом и чл. Воен. совета при наркоме обороны СССР.

ГАСАН-КУЛИ, посёлок гор. типа, центр Гасан-Кулийского р-на Туркм. ССР. Расположен на крайнем Ю.-З. республики, в 8 км от Каспийского м. и в 320 км к Ю.-В. от Красноводска. В посёлке имеются ковроткацкая ф-ка, з-д по опреснению мор. воды; рыболовство. В р-не Г.- участок Красноводского заповедника.

ГАСАНОВА Шамама Махмудали кызы (р. 7.11.1923, селение Араятлы, ныне Физулинского р-на Азерб. ССР), мастер высоких урожаев, дважды Герой Социалистич. Труда (1947, 1950). Чл. КПСС с 1946. Окончила Азербайджанский с.-х. ин-т (1966). В 1942, будучи колхозницей, возглавила комсомольско-молодёжное звено и собрала по 27 ц хлопка-сырца с 1 га (на площади 17 га). Звено Г. в 1946 получило по 97 ц хлопка с 1 га (на площади 5 га, в 1947-94,1 ц с 1 га (5 га), в 1950- по 88 ц с 1 га (12 га). С 1953 пред, колхоза 1 Мая Физулинского р-на Азерб. ССР. В 1967 в колхозе получено по 35 ц хлопка с 1 га. Делегат 20-23-го съездов КПСС. Деп. Верх. Совета СССР 4-8-го созывов. Зам. пред. Совета Союза Верх. Совета СССР (с 1960). Чл. ЦК КП Азербайджана (с 1955). Награждена 3 орденами Ленина, орденом Трудового Красного Знамени и медалями, а также медалями ВСХВ. Портрет стр. 135.

ГАСАНОГЛЫ Иззеддин (гг. рожд. и смерти неизв.), азербайджанский поэт кон. 13-нач. 14 вв. Писал на азерб. и перс. яз. Был учеником суфийского шейха Джама-лиддина Ахмеда Закира. Осн. тема поэзии Г.- любовь. Его лирика служила образцом для мн. поколений поэтов, писавших на тюркских языках.

Соч. в рус. пер., в кн.: Антология азербайджанской поэзии в 3-х томах, т. 1, М., 1960.

ГАСДРУБАЛ (Hasdrubal) (ум. 221 до н. э.), карфагенский полководец и гос. деятель. Зять Гамилъкара Барки, сопровождавший его в исп. походе и с 229 до н. э. возглавивший карфагенские войска в Испании. Основал Новый Карфаген (совр. Картахена), подчинил исп. племена до р. Ибер (Эбро) и в 226 подписал с римлянами договор, по к-рому р. Ибер стала границей карфагенских владений в Испании.

А. И. Немировский

ГАСДРУБАЛ (Hasdrubal) (ум. 207 до н. э.), карфагенский полководец и гос. деятель. Сын Гамилъкара Барки, младший брат Ганнибала. Во время 2-й Пунической войны (218-201 до н. э.) командовал карфагенскими силами в Испании, где одержал ряд побед над римлянами. В 207 вместе с войском отправился на помощь Ганнибалу через Пиренеи и Альпы в Италию, но потерпел поражение и был убит в сражении при р. Метавр.

А. II. Немигювский.

ГАСИТЕЛЬ ЭНЕРГИИ ПОТОКА, устройство на водобое или в пределах креплений дна нижнего бьефа за водосбросными сооружениями, служащее для гашения избыточной кинетич. энергии воды, уменьшения и перераспределения скоростей потока (см. Водобой, Водосброс). Различают неск. типов Г. э. п. Конструкции гасителей, выполняемых в виде водобойного колодца или водобойной стенки, основаны на использовании явления затопленного гидравлического прыжка. Гасители шашечного типа интенсифицируют процесс гашения за счёт расщепления потока на отдельные, различно направленные струи, обеспечивающие интенсивное перемешивание и вихреобразованне в потоке. Для создания оптимальных условий растекания сосредоточенного потока по ширине русла нижнего бьефа применяют гасители-растекатели и водобойные пороги. В результате образования вихрей и пульсации давлений при больших скоростях потока на поверхности Г. э. п. могут произойти местные кавитационные разрушения (см. Кавитация), поэтому Г. э. п. обычно выполняются из высокопрочных материалов, напр, железобетона.

Лит.: Гришин М. М., Гидротехнические сооружения, М., 1968. Н. Н. Пашков.

ГАСКАР (Gascar) (псевд.; наст. фам. Ф у р н ь е, Fournier) Пьер (р.13.3.1916, Париж), французский писатель. Пять лет (с 1940)провёл в фаш. плену. Первая повесть "Сумасшедший дом "(1947). Написал роман "Имущество"(1948), анти-фаш. повесть "Година смерти2 (1953, Гонкуровская премия). В сборниках новелл "Звери" (1953) и "Женщины" (1954) ощутимо влияние натурализма. Когда Г. историчен (кн. очерков" Открытый Китай" , 1955) и социально зорок (роман "Зерно" , 1955, рус. пер. 1965), тогда перед ним открывается возможность реалистически воссоздать характер молодого человека 30-х гг. (роман "Зелень улиц" , 1956) и условия жизни стран Востока (кн. очерков "Путешествие к живым" , 1958, рус. пер. 1960); тогда его ирония метко разит мещан (пьеса "Напрасные шаги" , 1958), колонизаторов (роман "Коралловая отмель" , 1958) и фашистов (роман "Беглец" , 1961), а присущая Г. символика обретает выразит, силу (цикл рассказов "Солнечные" , 1960). Гимн радости бытия, очарованию детства и отрочества звучит в романах" Самое лучшее в жизни" (1964) и "Чары" (1965). Г.-публицист размышляет о времени порабощения Франции фаш. Германией (этюд "История жизни Французских пленных в Германии". 1939- 1945 , 1967).

Соч.: Les chimeres, P., [1968]; L'Arche, P., 1971; Rimbaud et la Commune, P., 1971.

Лит.: Евнина Е. М.. Современный французский роман. 1940-1960, М.. 1962; S ti I A., Pour le meilleur et pour le pire.L'Humanite , 1964, 23 avr.; егоже, La source, тамже, 1965, 7 9ct.; егоже, Мопstres, merveilles, questions, тамже, 1969, 6 mars; егоже, Les choses en sont la, L'Humanite ,1971, 25 mars.

В. П. Балашов.

ГАСКЕЛЛ (Gaskell) Уолтер Холбрук (1.11.1847, Нипел,-7.9.1914, Грейт-Шел-форд, близ Кембриджа), английский физиолог. Окончил Кембриджский ун-т (1878) и работал там же. Чл. Лондонского королев, об-ва (1882). В 1882 обнаружил почти одновременно с И. П. Павловым (1881) усиление сокращений сердца у черепахи при раздражении симпатич. нервных волокон. По Г., причина автоматизма сердечных сокращений - в самой мышце сердца, а нервные клетки регулируют её функциональное состояние (миогенная теория автоматизма сердца). Установил закон т. н. градиента сердца: автоматизм участка сердечной стенки у позвоночных животных тем меньше, чем дальше он расположен от венозного конца сердца. В сердце холоднокровных Г. обнаружил особый вид атипичной мышечной ткани, имеющей прямое отношение к возникновению и проведению возбуждения (в сердце теплокровных подобная ткань получила назв. пучка Гиса). Впервые применил термин сердечный блок для характеристики нарушения сердечной проводимости. Исследуя строение вегетативной нервной системы, Г. показал, что нервные пути симпатич. и блуждающего нервов состоят из двух нейронов - преганглионарного и постганглионарного.

Соч.: The origin of vertebrates, L. - N.Y., 1908; The involuntary nervous system, L.- N. Y., 1916.

ГАСКЕЛЛ (Gaskell) Элизабет (29.9.1810, Лондон,-12.11.1865, Холиборн, Хэмпшир), англ, писательница. Первое крупное произв.- социальный роман Мери Бартон. Повесть из манчестерской жизни (1848, рус. пер. 1860), в к-рой показано, как голод и нищета подводят рабочих к мысли о восстании. Впервые в англ, романе Г. обратилась к теме борьбы чартистов. В романе "Кренфорд" (1853) изображена жизнь обывателей провинц. городка. В романе" Руфь" (1853) Г. с уважением рассказала о работнице, отказавшейся от брака с джентльменом , соблазнившим её. В романе" Север и Юг" (1855) усиливаются религ. и сентиментальные тенденции. Однако и в романах"Поклонники Сильвии2 (1863) и" Жёны и дочери" (1866, неоконч.) есть реалистич. страницы. Написала биографию Ш. Бронте (т. 1 - 2, 1857). К. Маркс отнёс Г., наряду с Ч. Диккенсом и Ш. Бронте, к блестящей плеяде... английских романистов... (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 10, с. 648).

Соч.: Works, ed. by A. W. Ward, v. 1-8, [L.], 1907; Letters, [Manchester, 1966]; врус. пер.- Север и Юг, М., 1857; Руфь, Время , 1863, № 4 (неоконч.); Городок Кренфорд, СПБ, 1867; Жёны и дочери, Отечественные записки , 1867, т. 171 - 75; Мери Бартон. [Вступ. ст. А. Елистратовой], М., 1963.

Лит.: Шиллер Ф. П., Елизавета Гаскель, в кн.: Из истории реализма XIX в. на Западе, М., 1934; История английской литературы, т. 2, в. 2, М., 1955; Гроссман Л., Достоевский и чартистский роман, Вопросы литературы , 1959, №4;Hopkins А. В., Elizabeth Gaskell, her life and work, L., [1952]; Pollard A., Mrs. Gaskell. Novelist and biographer, Camb. (Mass.), 1966.

И. М. Катарский

ГАСКОЙН (Gascoyne), река в Зап. Австралии. Дл. 780 км, пл. басе. 79 тыс. км2. Берёт начало и протекает по Зап.-Авст-рал. плоскогорью, впадает в зал. Шарк Индийского ок. Резкие колебания уровня по сезонам; в сухое время года русло пересыхает, в мае - июле - бурные паводки. Ср. расход воды ок. 20 м3/сек. В устье, имеющем только подземный сток,- порт Карнарвон.

ГАСКОНСКИЙ ЗАЛИВ (Golfe de Gascogne), французское название юго-вост. части Бискайского залива.

ГАСКОНЬ (Gascogne), историческая область на Ю.-З. Франции. Назв. Г. связано с басками (лат. vasconi, отсюда Vasconia, позднее франц. Gascogne), перешедшими в 6 в. Пиренеи и поселившимися на этой территории. С 602Г.- герцогство, в 1036 присоединённое к герцогству Аквитания. В 17-18 вв. терр. Г. вместе с Гиенью составляла в королевстве Франция губернаторство Гиень и Гасконь, переставшее существовать с разделением Франции на департаменты (1790). На терр. Г. расположены департаменты: Жер, Ланды, Верх. Пиренеи, частично - Жиронда, Верх. Гаронна, Ло и Гаронна, Тарн и Гаронна, Арьеж.

ГАСМАН (Gassman) Витторио (р.1.9. 1922, Генуя), итальянский актёр и режиссёр. В 1943 окончил Нац. академию драматич. иск-ва (Рим). В том же году дебютировал в театре Одеон (Милан). Работал в различных труппах, в т. ч. под руководством видного итал. режиссёра Л.Висконти. В 1950 создал (вместе с Г. Сальвини) собств. труппу под назв. Национальный театр , к-рая реорганизована им (совм. с Л.Скуарциной) в Театр итальянского искусства . В 1954 вновь организовал собств. труппу, а в 1959- Итальянский народный театр (Рим). Г.- выдающийся трагич. актёр, исполнитель ролей Прометея ( "Прометей Эсхила"), царя Эдипа (" Эдип-царь"Софокла), Ореста ( "Орест" Альфьери), Гамлета ( "Гамлет" Шекспира) и др. С 1949 работает и как режиссёр; поставил спектакли: "Игрок" Бетти," Отелло" и "Ромео и Джульетта "Шекспира и мн. др. Один из видных киноактёров Италии. Снимается с 1947. Играл роли: Бандит ( Горький рис ), Кин ( Кин ), Бруно ( Обгон ) и др.В.

Гасман в роли Гамлета ( "Гамлет" У. Шекспира).

Лит.: Асаркан А., Витторио Гассман, в сб.: Актёры зарубежного кино, [М.], 1966.

ГАСНЕР (Gassner) Иоганн Густав (17.1. 1881, Берлин,-5.2.1955, Люнебург), немецкий ботаник. Окончил Берлинский ун-т (1905). Доктор философских наук, доктор естеств. наук. Член Немецкой академии исследователей природы Леопольдина и Шведской академии с.-х. наук. С 1906 работал в ботанических и с.-х. научных учреждениях Берлина, Монтевидео, Гамбурга, Ростока, Браун-швейга, Анкары, Магдебурга. С 1946 президент союза с.-х. и лесных учреждений. Основные труды по фитопатологии и физиологии растений (работы о болезнях злаковых растений - ржавчине и головне, по фотосинтезу, питанию растений, влиянию минеральных удобрений на интенсивность фотосинтеза, влиянию пониженных темп-р на развитие озимой ржи и др.).

Соч.: Pflanzenkrankheit, вкн.: Hand-buch der Landwirtschaft, 2 Aufl., Bd 1, В.- Hamb., 1952, S. 549 - 625 (соавтор); Mikroskopische Untersuchungen Pflanzlicher Nahrungs- und GenuBmittel, 2 Aufl., Jena, 1951.

Лит.: J. G., Gassner. [Nekrolog], Berichte der Deutschen botanischen Gesellschaft , 1955, Bd 68a, S. 189-91.

ГАСПАРЯН (урождённая Хачатрян) Гоар Микаэловна (р.14.12.1924, Каир), армянская советская певица (сопрано), нар. арт. СССР (1956). Муз. образование получила в Каире под руководством Э.Фельдман и В.Карро. В 1948 переехала в СССР. С 1949 солистка Арм. театра оперы и балета (Ереван). Партии: Ануш, Шушан ( "Ануш ", "Давид-бек" Тиграняна), Гоар ( "Героиня" Степаняна, Гос. пр. СССР, 1951), Олимпия ( "Аршак II" Чухаджяна), Лючия ( "Лючия ди Ламмермур" Доницетти), Лакме ( "Лакме" Делиба), Виолетта и Дездемона ( "Травиата" и