загляните на купон-скидку или справочники: окна kbe, окна veka, окна rehau, остекление балкона, остекление лоджии, изготовление окон, монтаж окон, остекление, производство окон, металлопластиковые окна, окна пвх, пластиковые окна, установка окон, стеклопакеты и евроокна.



ВСЁ О СТРОИТЕЛЬСТВЕ, ЖЕЛЕЗОБЕТОНЕ, БЕТОНЕ, АРХИТЕКТУРЕ И НЕ ТОЛЬКО...:
ОПРЕДЕЛЕНИЯ:

АСФАЛЬТИРОВАНИЕ, устройство асфальтобетонных покрытий на автомобильных дорогах, улицах, аэродромах и т. п. путём укладки и уплотнения асфальтобетонной смеси по предварительно подготовленному основанию. В зависимости от назначения покрытия асфальтобетонную смесь (асфальтобетон) укладывают в один или два слоя на основание из щебня, гравия (нежёсткое основание) или бетона (жёсткое основание). Нижний слой толщиной 4-5 см устраивают из крупно- или среднезерни-стой смеси с остаточной пористостью 5-10% ; верхний слой толщиной 3-4 см-из средне- или мелкозернистой смеси (остаточная пористость 3-5%). При тяжёлых нагрузках и интенсивном движении транспорта покрытия устраивают 3-4-слойными общей толщиной 12-15 см. АСФАЛЬТИРОВАНИЕ начинается с очистки основания от пыли и грязи механич. дорожными щётками и поливомоечными машинами, исправления неровностей основания, обработки его поверхности жидким битумом или битумной эмульсией. Асфальтобетонная смесь приготовляется в асфальтобетоно-смесителях на стационарных или полустационарных заводах (установках), доставляется на место автомобилями-самосвалами и загружается в приёмный бункер асфалътобетоноукладчика, к-рый укладывает, разравнивает и предварительно уплотняет смесь. Окончат. уплотнение осуществляется катками дорожными. .


КОММУНАЛЬНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО, отрасль строительства, занятая сооружением объектов, связанных с обслуживанием жителей городов, посёлков городского типа, районных сельских центров и населённых пунктов сельской местности. В числе этих объектов: системы водоснабжения и канализации с очистными сооружениями и сетями; сооружения городского электрического транспорта с путевым, энергетическим хозяйством, депо и ремонтными предприятиями; сети газоснабжения и теплоснабжения с распределительными пунктами, районными и квартальными котельными; электрические сети и устройства напряжением ниже 35 кв; гостиницы; городские гидротехнические сооружения; объекты внешнего благоустройства населённых мест, озеленения, дороги, мосты, путепроводы, ливнестоки; предприятия санитарной очистки, мусороперерабатывающие и др. Планомерное развитие КОММУНАЛЬНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА в СССР началось ещё в 1-й пятилетке и осуществлялось нарастающими темпами до начала Великой Отечеств, войны 1941-45. В годы 4-й пятилетки (1946-50) проводились работы по восстановлению объектов коммунального назначения, разрушенных во время нем.-фаш. оккупации. В последующие годы КОММУНАЛЬНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО велось высокими темпами в связи с бурным развитием промышленности, культуры, увеличением численности городов и посёлков городского типа .
ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО, теория и практика планировки и застройки городов (см. Город). ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО определяют социальный строй, уровень развития производственных сил, науки и культуры, природно-климатичие условия и национальные особенности страны. ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО охватывает сложный комплекс социально-экономических, строительно-технических, архитектурно-художественных, а также санитарно-гигиенических проблем. Общим для ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО досоциалистических формаций является большее или меньшее влияние на него частной собственности на землю и недвижимое имущество..
ЗЕЛЁНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО, составная часть современного градостроительства. Городские парки, сады, скверы, бульвары, загородные парки (лесопарки, лугопарки, гидропарки, исторические, этнографические, мемориальные), национальные парки, народные парки, тесно связанные с планировочной структурой города, являются необходимым элементом общегородского ландшафта. Они способствуют образованию благоприятной в санитарно-гигиеническом отношении среды, частично определяют функциональную организацию городских территорий, служат местами массового отдыха трудящихся и содействуют художественной выразительности архитектурых ансамблей. При разработке проектов садов и парков учитывают динамику роста деревьев, состояние и расцветку их крон в зависимости от времени года.

Главная страница
Поиск по сайту
Оглавление страниц

Объяснение слов: словарь, справочник, информация. Строительство, экономика, промышленность - все сферы жизни: от А до Г, от Г до П и от П до Я

ливало и закрепляло исторически возникшее в классовом обществе разделение физич. и умственного труда.

При феодализме В. носило ярко выраженный сословный характер. В. детей каждого сословия имело свои задачи, содержание и формы. Так, дети светских феодалов получали преим. рыцарское В. Дети крестьян воспитывались в семьях в условиях повседневной трудовой жизни. Дети ремесленников в ранний период средневековья также получали подготовку к жизни в своих семьях; позднее, в связи с развитием ремесла и торговли, появились цеховые школы для детей ремесленников и гильдейские школы для детей торговцев. Во всех школах большое место занимало религиозное воспитание. Ф. Энгельс указывал, что в период средневековья "... монополия на интеллектуальное образование досталась попам, и само образование приняло тем самым преимущественно богословский характер" (там же, т. 7, с. 360). Религия была объявлена единств, источником истины, наука рассматривалась как "служанка религии". Средствами воспитат. воздействия церкви являлись богослужение, проповеди, поучения, исповедь.

В бурж. обществе на смену сословной школе приходит школа классовая. Бурж. В., проникнутое частнособственнической, стяжательской психологией и моралью, усугубляло классовые противоречия. Дети имущих классов, к-рых готовили к тому, чтобы занимать командные посты в области экономики, политики, науки и культуры, получали соответствующее В. в привилегированных уч. заведениях. В школах для народа, по выражению В. И. Ленина, детей рабочих и крестьян "...не столько воспитывали, сколько натаскивали в интересах той же буржуазии. Воспитывали их так, чтобы создавать для нее пригодных слуг, которые были бы способны давать ей прибыль и вместе с тем не тревожили бы ее покоя и безделья" (Поли. собр. соч., 5 изд., т. 41, с. 303).

В совр. условиях в капиталистич. странах углубляется дифференциация В. различных социальных групп населения. Господствующая система как в гос., так и в частно-предпринимат. уч. заведениях носит классовый характер и приводит, как правило, к раздельному обучению и В. детей имущих и неимущих слоев населения в разных типах школ. На основе отбора ("измерения интеллекта" путём т. н. тестовых испытаний) дети состоятельных кругов общества, имеющие возможность получить в семье лучшую подготовку, попадают в привилегированные ср. школы, открывающие доступ к высшему образованию, детям из менее обеспеченных семей доступ к высшему образованию затруднён. К. Маркс и Ф. Энгельс, подвергнув острой критике бурж. В., выдвинули принципы нового, пролетарского В., к-рые в дальнейшем стали программными требованиями социалистов и коммунистов в области нар. образования.

В первые годы строительства социализма в СССР В. И. Ленин говорил: "Только преобразуя коренным образом дело учения, организацию и воспитание молодежи, мы сможем достигнуть того, чтобы результатом усилий молодого поколения было бы создание общества, не похожего на старое, т. е. коммунистического общества" (там же, с. 301). В своей речи на 3-м съезде РКСМ (1920) В. И. Ленин выдвинул осн. задачи В. человека нового, социалистич. общества: формирование науч. мировоззрения на основе овладения и критического освоения всего богатства знаний, накопленного человечеством; В. молодёжи в труде, ибо "только в труде вместе с рабочими и крестьянами можно стать настоящими коммунистами" (там же, с. 317); В. коммунистич. нравственности, в основе к-рой лежит борьба за укрепление и завершение коммунизма.

Осн. принципы В. детей и юношества в социалистич. обществе: связь В. с жизнью, с практикой коммунистич. строительства, В. в труде и в коллективе, развитие инициативы и самодеятельности в сочетании с тактичным пед. руководством, последовательность, преемственность и систематичность процесса В., учёт возрастных особенностей воспитанников и индивидуальный подход к ним. В соответствии с этими принципами применяются и разные методы В. Особенно большое место занимают методы убеждения и упражнения в процессе организации разнообразной деятельности воспитанников. К методам пед. воздействия относятся также поощрение и наказание.

Вопросы теории и методики коммунистич. В. наиболее полно и последовательно раскрыты в трудах Н. К. Крупской, М. И. Калинина, А. В. Луначарского, С. Т. Шацкого, А. С. Макаренко и др. сов. педагогов и парт, деятелей.

В социалистич. странах создана широкая сеть гос. воспитат. учреждений, в к-рых В. осуществляется планомерно и систематически, по определённым программам, людьми, получившими спец. пед. подготовку (см. Воспитатель). В дошкольном воспитании детей значит.роль принадлежит дошкольным учреждениям. Среди учебно-воспитательных учреждений важнейшее место занимает школа. Научность и коммунистическая идейность преподавания основ наук, эффективность различных приёмов и методов обучения, развивающих самостоятельность, инициативу и познават. способности уч-ся, правильная организация уроков, взаимопомощь в учении, рациональный режим уч. работы и, наконец, влияние личности учителя - всё это способствует решению воспитат. задач. Вместе со школой В. детей и подростков ведут внешкольные учреждения. Большая воспитат. работа проводится в школах-интернатах, детских домах, проф.-технич. уч-щах, ср. спец. уч. заведениях и т. д. Активное участие в В. детей и молодёжи принимают пионерская и комсомольская организации. Значит, роль в формировании мировоззрения и морального облика молодых людей играют высшие уч. заведения.

Воспитат. воздействие на человека оказывается и в зрелые годы. В. взрослых осуществляется в процессе их производств, и обществ, жизни, а также в результате воспитат. работы, проводимой парт., гос. и обществ, организациями культ.-просвет, учреждениями (библиотеками, клубами, дворцами и домами культуры, музеями, лекториями и т. д.).

На совр. этапе строительства коммунизма в СССР главным в идеология, работе является "... воспитание всех трудящихся в духе высокой идейности и преданности коммунизму, коммунистического отношения к труду и общественному хозяйству, полное преодоление пережитков буржуазных взглядов и нравов, всесторонее, гармоническое развитие личности, создание подлинного богатства духовной культуры" (Программа КПСС, 1969, с. 117).

Формирование нового человека - строителя коммунистич. общества - главная цель коммунистического воспитания, к-рое предполагает выработку науч.-материалистич. мировоззрения, превращение норм коммунистич. морали в личные убеждения и правила повседневного поведения, интернациональное В. в духе дружбы народов, всестороннее развитие духовных и физич. способностей людей, В. у них высоких эстетич. вкусов. Всестороннее развитие личности, сочетающей духовное богатство, моральную чистоту и физич. совершенство, становится реальным благодаря равным возможностям, к-рые представляются каждому члену социалистич. общества для творч. труда и образования, для развития индивидуальных способностей и дарований во всех областях произ-ва, науки и культуры.

Лит.: Маркс К. иЭнгельс Ф.. О воспитании и образовании. [Сб.], М., 1957; Л е нин В. И., О воспитании и образовании. [Сб.], М., 1968; Ленин и проблемы народного образования, М., 1961; Программа КПСС, М., 1961, ч. 2, разд. 5, пункт 1, 2; Крупская Н. К., Избр. педагогические произведения, М., 1957; Калинин М. И., О воспитании и обучении. Избр. статьи и речи, М., 1957; Макаренко А. С., Соч. в 7 томах, т. 5, М., 1958; Шацкий С. Т., Избр. педагогические сочинения, М., 1958; Основы коммунистического воспитания, 2 изд., М., 1962. Н. И. Болдырев.

"ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ", научно-методический журнал, орган Мин-ва просвещения СССР. Издаётся в Москве. Осн. в 1966 на базе жури. "Школа-интернат", издававшегося в 1961-66. Выходит 6 раз в год. Предназначен для классных руководителей, учителей-воспитателей и др. работников нар. образования. В журнале освещаются вопросы теории и практики коммунистич. воспитания; пед. мастерства; внеклассной и внешкольной воспитат. работы. Имеются также разделы: "За рубежом" и "Критика и библиография". Тираж (1971) св. 260 тыс. ЭКЗ. Л. В. Кузнецова.

ВОСПИТАТЕЛЬ, в широком смысле - человек, осуществляющий воспитание; в более узком значении - должностное лицо, выполняющее воспитат. функции в уч.-воспитат. учреждении.

В уч. заведениях дореволюц. России воспитат. функции наряду с учителями выполняли классные наставники (в муж. гимназиях) и классные дамы (в жен. гимназиях), офицеры-В. (в кадетских корпусах), классные надзиратели. В семьях привилегированных сословий воспитанием детей занимались домашние В.-гувернёры, гувернантки, бонны.

В СССР в дошкольных учреждениях, детских домах, школах-интернатах, школах и группах с продлённым днём, уч. заведениях Гос. комитета по проф.-технич. образованию Сов. Мин. СССР, суворовских и нахимовских уч-щах, трудовых колониях для несовершеннолетних правонарушителей учреждены штатные должности В., права и обязанности к-рых определяются спец. положениями. В. отвечает за воспитание и обучение, за здоровье и физич. развитие своих воспитанников, организует их быт и досуг, проводит с ними разнообразную политикой культурно-массовую работу, организует помощь отстающим в учёбе и т. д. В своей работе В. опирается на пионерскую и комсомольскую орг-ции, на детский коллектив и органы детского самоуправления.

В общеобразоват. школе и ср. спец. уч. заведениях воспитат. функции выполняют все педагоги. Для организации и координации воспитат. работы в 4-10-х классах школы, а также в ср. спец. уч. заведениях назначаются классные руководители.

В. для дошкольных учреждений готовят дошкольные пед. училища, а для уч,-воспитат. учреждений - пед. вузы.

ВОСПИТАТЕЛЬНОЕ ОБЩЕСТВО БЛАГОРОДНЫХ ДЕВИЦ, первое в России женское ср. уч. заведение. См. Смольный институт.

ВОСПИТАТЕЛЬНО-ТРУДОВАЯ КОЛОНИЯ, в СССР исправительно-трудовое учреждение, в к-ром отбывают наказание несовершеннолетние преступники, осуждённые к лишению свободы. В соответствии с Основами исправительно-трудового законодательства СССР и союзных республик 1969 В.-т. к. создаются отдельно для юношей и девушек; кроме того, они разделяются на колонии общего режима и усиленного режима. В В.-т. к. усиленного режима направляются только юноши, ранее отбывавшие наказание в виде лишения свободы, либо осуждённые за тяжкие преступления, либо переведённые по определению суда из колонии общего режима за злостные нарушения режима. По достижении совершеннолетия воспитанники переводятся в исправительно-трудовые колонии, однако в целях закрепления результатов перевоспитания или завершения обучения они могут быть оставлены в В.-т. к. до окончания срока наказания, но не более чем до достижения 20 лет.

Режим, жилищно-бытовые условия, нормы питания воспитанников В.-т. к. определяются с учётом возрастных особенностей несовершеннолетних и обеспечивают их нормальное развитие. Все воспитанники подлежат обязательному школьному обучению, а не имеющие трудовой специальности - также проф.-технич. обучению. Закончившим в В.-т. к. 8 и 10 классов, курс проф. обучения или повышения квалификации выдаются аттестаты и удостоверения общего образца. Воспитанники работают в учебнопроизводств. мастерских и привлекаются к труду по самообслуживанию с соблюдением норм трудового законодательства о продолжительности рабочего дня, отдыхе, охране труда и технике безопасности несовершеннолетних. Из заработка воспитанников производятся удержания в частичное возмещение расходов по их содержанию, а также в погашение причинённого их преступлениями материального ущерба. При всех условиях, однако, на лицевой счёт воспитанника, не допускающего нарушений режима, зачисляется не менее 45% его месячного заработка.

Для наблюдения за деятельностью В.-т. к. со стороны общественности создаются попечительские советы из представителей коллективов предприятий, учреждений, воинских частей, обществ, орг-ций.

Освобождённые из колоний воспитанники, как правило, направляются к родителям или лицам, их заменяющим, а при невозможности или нецелесообразности этого с точки зрения предупреждения возможности рецидива трудоустраиваются с помощью комиссии по делам несовершеннолетних по месту нахождения колонии. Общее руководство деятельностью В.-т. к., как и всех др. исправительно-трудовых учреждений, осуществляет МВД СССР, надзор за соблюдением законности в В.-т. к.- прокурор соответствующего р-на или области.

Г. М. Минъковский.

ВОСПЛАМЕНЕНИЕ, процесс возникновения горения. Может происходить путём зажигания или самовоспламенения.

ВОСПЛАМЕНИТЕЛЬНЫЕ СОСТАВЫ, смеси для воспламенения порохов, твёрдых ракетных топлив, пиротехнич. (зажигат., осветит, и др.) составов. Действие В. с. состоит в прогревании участка поджигаемого материала до темп-ры воспламенения. Темп-pa горения В. с. должна быть выше темп-ры воспламенения поджигаемого материала не менее чем на ~ 200°С. Зажигат. действие В. с. тем сильнее, чем выше темп-pa их горения и чем больше останется шлаков после их сгорания на поверхности поджигаемого материала. B.C. содержат горючее (уголь, сера, магний, цирконий), окислители (калиевая селитра, перекись бария) и часто цементаторы (смолы, клеи). Примером часто употребляемых В. с. может служить смесь, содержащая 48% азотнокислого бария, 30% перекиси бария, 13% магния и 9% идитола (смола); другим примером является смесь с таким содержанием компонентов: 75% азотнокислого калия, 15% магния и 10% идитола. См. также Пиротехника.

Лит.: Шидловский А. А., Основы пиротехники, М., 1964; Е 1 1 е г n H., Military and civilian pyrotechnics, N. Y., 1968; Вспомогательные системы ракетно-космической техники, пер. с англ., М., 1970.

А. А. Шидловский.

ВОСПОМИНАНИЕ, см. в ст. Память.

ВОСПОМИНАНИЯ, вид автобиографич. литературы; то же, что мемуары.

ВОСПРИИМЧИВОСТЬ, способность организма человека, животных, растений к заболеванию при контакте с болезнетворными агентами биол. природы (вирусами, микробами, простейшими и др.). В. зависит от видовых и индивидуальных особенностей организма, его состояния, а также от болезнетворности (вирулентности, патогенности) микроорганизма. Ср. невосприимчивость - иммунитет.

ВОСПРИИМЧИВОСТЬ МАГНИТНАЯ, см. Магнитная восприимчивость.

ВОСПРИЯТИЕ, сложная система процессов приёма и преобразования информации, обеспечивающая организму отражение объективной реальности и ориентировку в окружающем мире. В. вместе с ощущением выступает как отправной пункт процесса познания, доставляющий ему исходный чувственный материал. Будучи необходимым условием процесса познания, В. в этом процессе всегда так или иначе опосредуется деятельностью мышления и проверяется практикой. Вне такого опосредования и проверки В. может выступать источником как истинного знания, так и заблуждения, иллюзии (подробнее см. Теория познания).

К числу процессов В. относятся: обнаружение объекта в воспринимаемом поле; различение отд. признаков в объекте: выделение в объекте информативного содержания, адекватного цели действия; ознакомление с выделенным содержанием и формирование образа (или "оперативной единицы" В.).

Большой вклад в развитие науки о В. внесли философы, астрономы, физики, художники - Аристотель, Демокрит, И. Кеплер, Леонардо да Винчи, М. В. Ломоносов, Г. Гельмгольц и мн. др. Внимание психологов и физиологов долгое время было сосредоточено на изучении сенсорных (чувственных) эффектов, возникающих под влиянием тех или иных объективных воздействий, в то время как самый процесс В. оставался за пределами исследования. Методология такого подхода опиралась на сенсуализм в теории познания, особенно развитый Дж. Локком и франц. материалистами (П. Кабанис и Э. Кондильяк). В психологии этот подход получил наиболее ясное выражение в концепции В., согласно к-рой сенсорный образ возникает в результате воздействия внешних агентов на воспринимающие органы чувств пассивно созерцающего субъекта. Ограниченность такого подхода - игнорирование деятельности субъекта, исследование лишь результатов процесса В., представление о корковом звене анализаторов как о субстрате сенсорных процессов, месте, где якобы происходит преобразование нервных процессов в идеальные психич. образы,- практически затрудняла разработку способов управления процессами В. в целях его совершенствования и развития, а теоретически вела либо к различным субъективно-идеалистич. теориям, либо к отказу от естеств.-науч. объяснения В.

Решающий шаг в преодолении пассивной "рецепторной" концепции был сделан советскими психологами, которые, исходя из методологии диалектич. материализма и сеченовского понимания рефлекторной природы сенсорных процессов, рассматривают В. как своеобразное действие, направленное на обследование воспринимаемого объекта и на создание его копии, его подобия. В 60-х гг. 20 в. исследования В. ведутся представителями различных специальностей на различных уровнях процессов приёма и переработки информации. На уровне входа воспринимающих систем (сетчатка глаза, кортиев орган уха и т. д.) исследуются анатомо-морфологич., биофиз., электрофизиол. особенности деятельности рецепторов. В. изучается также на нейронном, психофизиол., психологич., социально-психологич. уровнях. В кибернетике и бионике ведутся многочисл. исследования по созданию технич. устройств, имитирующих работу органов чувств. Результаты разнообразных исследований В. публикуются в десятках журналов, посвящённых преимущественно проблемам В. Следует, однако, подчеркнуть, что до наст, времени не удалось построить единую теорию В., к-рая интегрировала бы результаты многочисл. исследований. С большими трудностями сталкиваются попытки моделирования таких свойств В., как осмысленность, предметность, константность и др.

Согласно совр. представлениям, совокупность процессов В. обеспечивает субъективное, пристрастное и вместе с тем адекватное отражение объективной реальности. Адекватность образа В. (его соответствие действительности) достигается благодаря тому, что при его формировании происходит уподобление (А. Н. Леонтьев), т. е. подстраивание воспринимающих систем к свойствам воздействия: в движении руки, ощупывающей предмет, в движении глаза, прослеживающего видимый контур, в движениях гортани, воспроизводящих слышимый звук, и т. д.- во всех этих случаях создаётся копия, сопоставимая с оригиналом; сигналы рассогласования, поступая в нервную систему, выполняют корректирующую функцию по отношению к формирующемуся образу и соответственно к практич. действиям, реализующимся на основе этого образа. Следовательно, В. представляет собой своеобразный саморегулирующийся процесс, обладающий механизмом обратной связи и подчиняющийся особенностям отражаемого объекта.

Важное свойство В.- возможность перестройки чувств, моделей воздействующего на субъект внешнего мира, смены способов их построения и опознавания. Один и тот же объект может служить прототипом многих перцептивных (от лат. perceptio - восприятие) моделей. В процессе их формирования они уточняются, из объекта извлекаются инвариантные свойства и признаки, что приводит в итоге к тому, что мир воспринимается таким, каким он существует на самом деле. Целенаправленные процессы В. (перцептивные действия) выступают в своей развёрнутой, внешней форме лишь на ранних ступенях онтогенеза, где наиболее отчётливо обнаруживаются их структура и их роль в формировании образов В. В дальнейшем они претерпевают ряд последоват. изменений и сокращений, пока не облекаются в форму мгновенного акта "усмотрения" объекта, к-рый был описан представителями гештальтпсихологии и ошибочно принимался ими за исходную генетически первичную форму В.

Любая живая система обладает выработанным алфавитом, т. е. определённой совокупностью образов или перцептивных моделей. Если на фазе построения образа объекта происходит уподобление воспринимающих систем свойствам воздействия, то на фазе опознания или оперирования сложившимися образами характеристики и направленность процесса уподобления существенно изменяются (А. В. Запорожец): с одной стороны, субъект воссоздаёт с помощью собств. движений и действий нек-рое подобие, образ воспринимаемого объекта; с др. стороны, происходит перекодирование, перевод получаемой информации на "язык" оперативных единиц В. или перцептивных моделей, уже освоенных субъектом. Эта вторая сторона выражает тот факт, что одновременно с уподоблением воспринимающей системы субъекта объекту происходит уподобление объекта субъекту, и только это двустороннее преобразование приводит к формированию полноценного, адекватного и вместе с тем субъективного образа объективной реальности.

В развитых процессах В. имеются спец. перцептивные действия; на их основе производится выделение информативного содержания, по к-рому субъект может сличать предъявленный объект с накопленными им перцептивными моделями, осуществлять собственно процесс сличения и, наконец, опознание и отнесение объектов к тому или иному классу, т. е. их категоризацию. Процессы опознания требуют значительно меньше времени, чем процессы формирования образа; для сличения и идентификации нужно только извлечь из предъявленного объекта нек-рые инвариантные свойства и признаки. Воспринимающие системы (особенно ярко это проявляется в зрении) обладают нек-рой "манипулятивной" способностью: субъект в короткое время имитирует процессы формирования образа, как бы с разных сторон рассматривая объект и находя такую позицию, при к-рой максимально облегчаются процессы сличения и идентификации.

В целостном акте поведения существует ещё одна своеобразная форма уподобления: процессы переструктурирования и трансформации образа с целью привести информацию к виду, пригодному для принятия решения. В таком процессе уподобления решается задача изменения реальности, адекватного планам и задачам поведения. Такому изменению реальности предшествует преобразование образа ситуации, как правило, не осознаваемое субъектом, но тем не менее вносящее существ, вклад в решение стоящих перед ним жизненных задач. В.- не пассивное копирование действительности, а активный творч. процесс познания.

Изучение В. имеет важное значение и свои специфич. стороны в области эстетики, педагогики, спорта и т. д.

Лит.: Волков Н. Н., Восприятие предмета и рисунка, М., 1950; Соколов Е. Н., Восприятие и условный рефлекс, М., 1958; Ананьев Б. Г., Психология чувственного познания, М., 1960; Леонтьев А. Н., Проблемы развития психики, 2 изд., М., 1965; Розенблатт ф., Принципы нейродинамики, пер. с англ., М., 1965; Я р б у с А. Л., Роль движений глаз в процессе зрения, М., 1965; Ш е х т е р М. С., Психологические проблемы узнавания, М., 1967; Восприятие и действие, М., 1967; Грегори Р. Л., Глаз и мозг, пер. с англ., М., 1970; Зинченко В. П. иВергилес Н. Ю., Формирование зрительного образа, М., 1969; А 1 1 р о г t F. Н., Theories of perception and the concept of structure, N. Y.- L., [1955]. В. П. Зинченко.

ВОСПРОИЗВОДИТЕЛЬНОЕ СКРЕЩИВАНИЕ, заводское скрещивание, метод разведения с.-х. животных, применяемый для создания из двух или неск. пород новой, более совершенной породы. В. с., в к-ром участвуют 2 породы, наз. простым, 3 и более - сложным. Племенная работа при В. с. схематически сводится к 3 этапам:

1) скрещивание животных 2 или более пород для получения помесей желательного типа; проводится на ограниченном числе животных с использованием лучших представителей исходных пород;

2) разведение помесей желательного типа "в себе" и закрепление их наследственности путём однородного подбора, в отд. случаях и родственного спаривания (инбридинга); 3) размножение полученной группы животных до количества, позволяющего проводить в ней отбор и подбор без применения близких и даже умеренных степеней инбридинга, при тщательной выбраковке животных, не отвечающих стандарту новой породы. Классич. пример сложного B.C.- создание орловского рысака.

В. с. широко используется в животноводстве. В СССР путём В. с. созданы десятки новых ценных пород с.-х. животных (кр. рог. скота, лошадей, свиней, овец, кур, гусей, уток, индеек).

О. А. Иванова.
0533.htm
ВРУБОВСКИЙ, посёлок гор. типа в Лутугинским р-не Воретниловградской обл. УССР, вблизи ж.-д. ст. Врубовка (на линии Родаково - Лихая). 4 тыс. жит. (1969). Добыча угля.

ВРХЛИЦКИЙ (Vrchlicky) Ярослав (псевд. наст. имя и фам. Эмиль Фрида Frida)(17:2.1853, Лоуни,-9.9.1912, Домажлице), чешский поэт, драматург, переводчик. Род. в семье торговца Окончил Пражский ун-т. С 1893 проф. лит-ры того же университета. Выступил в печати в нач. 70-х гг. Его поэзия, связанная с традициями романтиков, характеризуется и реалистическими чертами. В большом цикле поэтич. сб-ков под назв. "Эпопея человечества" - "Древние сказания" (1883), "Обломки эпопеи" (1886), "Новые обломки эпопеи" (1894), "Боги и люди" (1899) и др.- В. осмысливал ист. развитие человечества, прославлял Спартака, обращался к Великой франц. революции, героическому прошлому чеш. народа, образам Я. Гуса, Я. Жижки и др. Лучшее произв. В.-сб. "Сельские баллады" (1885), поев, освободит, борьбе чеш. крестьян в 17-18 вв. В сб-ках лирических стихов воспевает жизнь, природу, любовь. Переводил на чеш. яз. Данте, Т. Тассо, Л. Ариосто, Дж. Байрона, Ф. Шиллера, И. В. Гёте, А. Мицкевича, Ш. Петёфи. Популярна комедия "Ночь на Карлштейне" (1885) на сюжет из чеш. истории. В. обогатил чеш. поэзию новыми художеств, формами и стихотворными размерами. Портрет стр. 439.

К cm Врубель М. А. М. А. Врубель. "Демон". 1890. Третьяковская галерея. Москва.

К ст. Врубель М.А.1."Пляска Тамары".- Иллюстрация к поэме М. Ю. Лермонтова "Демон". Чёрная акварель, белила. 1890 - 91. 2. "К ночи". 1900. 3. "Пап". 1899. 4. Портрет В. Я. Брюсова. Уголь, сангина, мел. 1906. (Все - Третьяковская галерея, Москва.)

Я. Врхлицкий. "Радуга на земле" (сб. "Родина и любовь" , Прага, 1961). Илл. К. Словинской.

С о ч.: Basnicke dilo, sv. 1 - 16, Praha, 1949-60: Basne, dl 1 - 2, Praha, 1953; в рус. пер.- [Стихотворения], в кн.: Антология чешской поэзии 19 - 20 вв., т. 2, М., 1959.

Лит.: К и ш к и н Л. С., Я. Врхлицкий, в кн.: Очерки истории чешской литературы XIX - XX вв., М., 1963. Л. С. Кишкин.

ВРШАЦ (Vrsac), город в Югославии, на Ю.-В. авт. края Воеводины. 34 тыс. жит. (1965). Переработка местного с.-х. сырья. В районе - виноградники.

ВСАДНИКИ (греч. hippeis, от hippos - конь; лат. equites, от equus - конь), одно из привилегированных сословий в Др. Афинах, Др. Риме, Фессалии и др. антич. гос-вах. В Афинах В. как сословная группа оформились реформами Солона (594/593 до н. э.). Это был 2-й разряд населения (после пентакосиомедимнов) с имуществ. цензом в 300 медимнов. В. могли занимать все выборные должности. В войско являлись на конях. В Д р. Риме В. с древнейших времён наз. привилегированная группа воинов, служивших в коннице. По реформе Сервия Туллия (6 в. до н. э.) В., выделенные в 18 центурий, составляли часть высшего цензового разряда рам. граждан (имуществ. ценз - 100 тыс. ассов), До кон. 4 в. до н. э. римские В. были воен. группой. С 3 в. до н. э. с развитием торговли и ростовщичества в paзряд В. стали вступать (по цензу) владельцы крупных мастерский, ростовщики. К кон. 20-х гг. 2 в. до н. э. В. превратились в особое сословие рим. об-ва, материальной базой к-рого было владение крупными ден. средствами и движимым имуществом. С кон. 1 в. до н. э. (со времени Августа) знание В. Стало передаваться по наследству, а ценз был установлен в 400 тыс, сестерций. С 1 в. н. э. из В комплектовался командный состав армии; они занимали также ряд должностей по управлению провинциями (префект Египта, прокураторы и т. д.). Сословие В. в Риме просуществовало до 4 в.

Лит.: Н е м и р о в с к и й А. И., Всадническое сословие в .политической борьбе 90- 80-х гг. 1 в. до н. э., "Уч. зап. Пензенского педагогического ин-та", 1953_. в. 1, с. 125 - 59; Martin A., Les (.Mvaliers athemens, P., 1887; Nicolet С., L'orde equestre a 1'epoque republicans (312-43-ау„ J. C.), P.. 1956, nouv. ed., P., 1966 (библ., рецензия А. И. Немировсковонаизд.- 1956 в "Вестнике древней истории ".. 1969, № 2)

А.Г.Бокщанин

ВСАСЫВАНИЕ, резорбция, переход различных веществ через клеточные элементы тканей в кровь и лимфу; В. происходит гл. обр. в пищеварит. тракте, а также из полости лёгких, плевры, матки, мочевого пузыря, с поверхности кожи и др. Вода, соли и нек-рые др. вещества (глюкоза, витамины) всасываются без предварит, изменения. В., или активный транспорт большинства питат. веществ через слизистую оболочку пищеварит. тракта в кровь и лимфу, происходит после их ферментативного превращения в более простые соединения, способные пройти через слой эпителиальных клеток. При В- вещества движутся как в результате физ. процессов (диффузии, осмоса), так и вследствие активного транспорта - против концентрационного и электрохим. градиента, что сопровождается расходом энергии. Всосавшись в кровь и лимфу, вещества разносятся ко всем органам и тканям, где используются для энергетич. и пластич. процессов. В. в пищеварит. тракте человека и позвоночных животных происходит гл. обр. через ворсинки кишечника и микроворсинки эпителиальных клеток. Во В. принимают участие внутриклеточные структуры (митохондрии, Гольджи комплекс, эндоплазматическая сеть).

В. углеводов происходит после расщепления их до моносахаридов, В. белков - после расщепления до аминокислот. В. аминокислот и Сахаров способствует процесс фосфорилирования. В. жира (триглицеридов) происходит после ступенчатого расщепления до ди- и моноглицеридов, а затем до глицерина и жирных кислот. Глицерин легко всасывается, а жирные к-ты подвергаются В. после того, как они вступают в комплексное соединение с жёлчными к-тами. Внутри клеток слизистой оболочки происходит распад этого комплекса, жирные к-ты превращаются в нейтральный жир, а жёлчные к-ты возвращаются в просвет кишечника для транспортировки новых порций жирных к-т (хорошо эмульгированный жир, напр, молоко, может частично всасываться и без расщепления). В. воды, солей, витаминов и др. веществ идёт и в др. отделах пищеварит. тракта также активно, с затратой энергии. Обратное В. происходит в секреторных я экскреторных органах, напр. В. воды в почечных канальцах при мочеобразовании. В. регулируется нервными и гуморально-гормрнальными механизмами. Нарушение В. приводит к истощению организма. Большей частью это связано С отсутствием нек-рых ферментов и переносчков) лринимающих участие во В. питат. веществ. В нек-рых случаях нару шения В. носят генетический (наследств.) характер. Такие дефекты устраняют введением в организм ряда ферментов, витаминов, солей и др. веществ. Данные б процессе В. учитывают при выработке режима питания человека, при приготовлении питат. смесей для искусств, вскармливания.

Лит.: Скляров Я.П., Всасывательная работоспособность тонкого кишечника, [K.] 1966; Ф а и т е л ь б е р г Р. О., Всасывание углеводов, белков и жиров в кишечнике, Л., 1967; У г о л е в А. М., Физиология и патология пристеночного (контактного) пищеварения, Л., 1967; WisemanG., Absorption from the intestine, L., 1964.

P. О. Файтельберг.

"ВСЁ ИЛИ НИЧЕГО" ЗАКОН в физиологии, положение, согласно к-рому возбудимая ткань (нервная и мышечная) в ответ на действие раздражителей якобы или совсем не отвечает на раздражение, если величина его недостаточна (ниже порога), или отвечает макс, реакцией, если раздражение достигает пороговой величины; с дальнейшим увеличением силы раздражения величина и длительность ответной реакции ткани не меняются. "В. и. н."з. был сформулирован на основе расширительно истолкованных данных, полученных X. Боудичем (США, 1871) при раздражении желудочка сердца лягушки. Дальнейшие исследования показали относительность этого закона (точнее, правила): при силе раздражителя, близкой к пороговой, в раздражаемом участке возникает местный ответ; при. силе раздражителя, превышающей пороговую, ответная реакция, регистрируемая по потенциалу действия (см. Биоэлектрические потенциалы), может возрастатьв зависимости от состояния раздражаемой ткани.

Лит.: Насонов Д. Н., Местная реакция, закон "все или ничего" и автоматическая деятельность, "Изв. АН СССР. Серия биологическая", 1948, № 4, с. 381-92.

ВСЕАРМЕЙСКОЕ ВОЕННО-ОХОТНИЧЬЕ ОБЩЕСТВО, добровольная общественно-спортивная орг-ция в Сов. Вооруж. Силах. Членами могут стать все военнослужащие, сдавшие технич. минимум знаний, уплачивающие ден. членские взносы и выполняющие требования устава об-ва. В дореволюц. России были воен.-охотничьи об-ва, имевшие свои уставы (Петерб., Моск., Казанское и др.). В СССР в 1920-21 были созданы воен.-охотничьи об-ва Моск., Петрогр., Тбилисского и др. гарнизонов. В 1922 создано воен.-охотничье об-во Моск. воен. округа. 17 окт. 1933 Реввоенсовет СССР создал В. в.-о. о. с его филиалами в воен. округах. В 1970 В. в.-о. о. объединялосв. 200 тыс. воен. охотников-спортсменов, Оно располагает охотничьими хозяйствами (см. Военно-охотничьи хозяйства), к-рые способствуют выполнению гос. плана заготовок пушнины, уничтожают волков и др. хищных зверей, наносящих вред сельскому хозяйству.

Лит.: Инструкция по организации и работеколлективов военных охотников Всеармейского военно-охотничьего общества, [М., 1956].

ВСЕАФРИКАНСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ПРОФСОЮЗОВ (ВАФП), создана в мае 1961 на 1-й Всеафр. профсоюзной конференции в Касабланке (Марокко). Объединяет афр. профсоюзы, стоящие на позициях антиимпериалистич. и антиколон, борьбы и выступающие за автономность и независимость афр. профсоюзного движения. В ВАФП входят нац. профцентры Мали, Гвинейской Республики, Марокко, Алжира, ОАР, Танзании, Нар. Респ. Конго, прогрессивные авт. профцентры Нигерии, Дагомеи, Анголы, Гвинеи (Бисау) и ряда др. стран. Общая численность профсоюзов, входящих в ВАФП, приблизительно 3800 тыс. членов.

2-я конференция ВАФП (июль 1964 в Бамако, Мали), на к-рой присутствовало 102 делегата из 36 стран Африки, приняла программу и устав орг-ции. Согласно уставу ВАФП - афр. профцентр, организационно независимый от междунар. профобъединений. Вместе с тем ВАФП готова сотрудничать со всеми профсоюзными орг-циями мира на основе взаимопонимания и невмешательства во внутр. дела друг друга. Федерация ведёт борьбу за объединение афр. проф. движения, развивает дружеств. связи и сотрудничество с Всемирной федерацией профсоюзов, с профсоюзами социалистич. стран.

Высший орган ВАФП - Конгресс, созываемый один раз в 3 года. Ген. совет в составе представителей от каждого профцентра собирается один раз в год. Текущую работу проводят Исполнит, бюро и Секретариат. Председатель - Махджуб Бен Седдик (Марокко, с 1961), ген. секретари - Мамаду Фамади Сис-соко (Мали, с 1966) и Альфред Тандау (Танзания, с 1971). С.И.Беляков. ВСЕВОБУЧ, всеобщее военное обучение граждан СССР. С начала Великой Окт. революции на фабриках и заводах, в городах и сёлах по инициативе рабочих и крестьян возникали отряды для защиты пролетарской революции. Отряды проходили короткий курс воен. обучения, после чего вливались в ряды Красной Армии. 22 апр. 1918 декретом ВЦИК В. был закреплён и оформлен организационно. При Всеросс. гл. штабе было создано управление, а при воен. комиссариатах - отделы и отделения, на к-рые возлагалось проведение воен. обучения по единой программе. В. перестал существовать в 1923 и был возрождён в септ. 1941. Для руководства В. в составе Наркомата обороны было организовано Гл. управление всеобщего воен. обучения. В воен. округах и в областных (краевых и респ.) военкоматах были созданы отделы В., а в районных военкоматах введены инструкторы (2-3). После войны функции В. выполняют различные воен. учреждения.

ВСЕВОЛОД II ОЛЬГОВИЧ (г. рожд. неизв.- ум. 1.8.1146), князь черниговский (1127-39) и киевский (1139-46); сын черниговского кн. Олега Святославича. Разжигал и умело использовал междукняж. распри для удержания за собой киевского престола. В княжение В. II О. усилилась эксплуатация горожан; княж. тиуны (управляющие) Ратгна и Тудор разорили мн. жителей Киева. В. II О. рассматривал Киев как своё наследств, владение. Вскоре после смерти В. II О. в Киеве начались волнения. Лит.: Тихомиров М. Н., Крестьянские и городские восстания на Руси XI - XIII вв., М., 1955.

ВСЕВОЛОД БОЛЬШОЕ ГНЕЗДО (1154-1212), великий князь владимирский, сын Юрия Долгорукого. Прозвище Большое Гнездо получил за многодетность (8 сыновей, 4 дочери). В 1162 вместе с матерью и братом был изгнан братом Андреем Боголюбским и уехал в Константинополь к имп. Мануилу. Вернувшись на Русь после гибели Андрея (1174), помог брату Михаилу овладеть Владимиром. С 1176, после смерти Михаила, стал вел. князем. Разгромив в феод, войне князей, претендовавших на Владимир, и ростовских бояр, противившихся усилению его власти, В. Б. Г. конфисковал их земли и имущество. Опираясь на часть новгородских бояр и купцов и используя классовую борьбу в Новгороде, В. Б. Г. стремился подчинить его своей власти и сажал князьями своих ставленников. В рязанских походах 1180, 1187, 1207 подчинил своему влиянию Рязань, от него зависели Киев, Чернигов; в 1190 принял под покровительство галицкого князя Владимира Ярославича. При В. Б. Г. терр. Владимиро-Суздалъского княжества расширилась на В. (походы на волжских болгар и мордву в 1183, 1186 и др.). В княжение В. Б. Г. продолжался расцвет культуры Владимирского княжества: города украшались новыми замечат. зданиями (в 1185-89 расширен Успенский собор во Владимире, в 1193- 1197 выстроен Дмитриевский собор, в 1194-96 - Владимирский детинец, в 1192-95 - Рождественский собор и др.), развивалось летописание.

Лит. см. при ст. Владимиро-Суздалъское княжество. И. И. Будовниц.

ВСЕВОЛОД ГАВРИИЛ МСТИСЛАВИЧ (г. рожд. неизв.-ум. 11.2.1138), князь новгородский (1117-32 и 1132-36), переяславский (1132), вышгородский (1136), псковский (с 1137); внук Владимира Всеволодовича Мономаха, старший сын Мстислава I и Кристины Шведской. В. Г. М. совершил ряд походов в Прибалтику и в Ростовскую землю. С его именем связаны устав о церк. судах (ок. 1126) и устав церкви Иоанна Предтечи на Опоках (ок. 1132) (по мнению сов. историка А. А. Зимина, оба они относятся к кон. 14 в.). В. Г. М. раздавал феодалам и монастырям землю, содействовал закабалению смердов. Во время восстаний крестьян и бедноты Новгорода в 1132, 1136 его изгоняли из города. Избранный князем в Пскове, В. Г. М. боролся с Новгородом, но безуспешно.

Лит.: Тихомиров М. Н., Крестьянские и городские восстания на Руси XI - XIII вв., М., 1955, с. 169-99; Древнерусское государство и его международное значение, М., 1965. С.М.Каштанов.

ВСЕВОЛОД ЯРОСЛАВИЧ (1030- 1093), русский князь, 4-й сын Ярослава Мудрого, после смерти к-рого (1054) получил Переяславль Южный, земли по Волге, Ростов, Суздаль и Белоозеро. В. Я. заключил союз со старшими братьями Изяславом и Святославом. Они вместе выступали против торков, защищались от половцев, составили т. н. Правду Ярославичей (см. Русская правда). В 1073 союз Ярославичей распался. В 1077 В. Я. наследовал киевский престол (в связи со смертью Святослава), но уступил его Изяславу, а взамен взял владение Святослава - г. Чернигов. После гибели Изяслава (1078) В. Я. стал вел. князем киевским. Был одним из образованнейших рус. князей; знал 5 языков.

Лит.: Греков Б. Д., Киевская Русь, М., 1953; Древнерусское государство и его международное значение, М., 1965; Пашуто В. Т., Внешняя политика Древней Руси, М., 1968. С.М.Каштанов.

ВСЕВОЛОДОВ Всеволод Иванович (1790, с. Марьинское, Нерехтенский у., ныне Костромской обл.,-3(15).12. 1863, Петербург), русский ветеринарный врач, один из основоположников вет. науки и вет. образования в России. Засл. проф. Петерб. медико-хирургич. академии (1842), доктор медицины и хирургии (1844). Окончил Петерб. медико-хирургич. академию (вет. отделение в 1815, мед. отделение в 1816). В.- автор основополагающих работ по инфекц. и незаразным болезням с.-х. животных и зоотехнии, в к-рых дано описание большинства известных в России заболеваний и пород с.-х. животных. Демидовская пр. (1836).

Соч.: Зоохирургия или рукодеятельная ветеринарная наука в пользу российских ветеринарных врачей..., кн. 1 - 3, СПБ, 1833 - 1834; Краткая патология скотоврачебной науки в вопросах и ответах, СПБ, 1838; Курс скотоводства, кн. 1-2, СПБ, 1836-37; Опыт учения о повальных болезнях между домашними животными, СП-Б, 1840 - 41; Анатомия домашних животных, ч. 1 - 2, СПБ, 1846 - 47.

Лит.: Л о б а ш е в М. Е., Курс скотоводства Всеволода Всеволодова, "Природа", 1950, №7.

ВСЕВОЛОДО-ВИЛЬВА, посёлок гор. типа в Пермской обл. РСФСР, на р. Вильва (басс. Камы). Ж.-д. станция в 16 км к С.-З. от Александровска. 8,9 тыс. жит. (1968). Хим. з-д. Леспромхоз.

ВСЕВОЛОДСКИЙ-ГЕРНГРОСС Всеволод Николаевич [25.9.1882, Петербург, -26.10.1962, Москва], советский историк театра, доктор искусствоведения (1936). Окончил Горный ин-т (1909) и Высшие драм, курсы (1908) в Петербурге. В 1909-19 актёр Александрийского театра. С 1907 занимался н.-и. работой в области истории рус. театра и нар. творчества. В 1910-49 вёл пед. работу (с 1921 профессор) в Ин-те сценич. иск-в в Ленинграде и ГИТИСе в Москве.

С о ч.: История театрального образования в России, т. 1,[СПБ], 1912; История русского театра, т. 1 - 2, Л.- М., 1929; Игры народов СССР. Сб. материалов, М.- Л., 1933; Краткий курс истории русского театра .... М., 1936; Хрестоматия по истории русского театра, М., 1936; И. А. Дмитрневской, М.- Л., 1945; Русский театр. От истоков до середины XVIII века, М., 1957; Русский театр второй половины XVIII века, М., 1960.

ВСЕВОЛОЖСК, город (до 1963 - посёлок) в Ленинградской обл. РСФСР. Ж.-д. станция в 24 км к С.-В. от Ленинграда. 27 тыс. жит. (1970). Молочный з-д; произ-во резинотехнич., швейных изделий, игрушек. С.-х. техникум.

ВСЕИНДИЙСКИЙ КОНГРЕСС ПРОФСОЮЗОВ (ВИКП), старейший профсоюзный центр Индии. Образован в 1920. В колон. Индии борьба ВИКП - крупнейшего профцентра - за экономич. интересы рабочих была тесно связана с нац.-освободит, движением. После завоевания Индией независимости (1947) ВИКП продолжает оставаться одним из ведущих профцентров страны. В 1968 объединял св. 600 тыс. чл. (офиц. данные). ВИКП -чл. Всемирной федерации профсоюзов с 1945; печатный орган-"Тредюнион рекорд" ("Trade Union record").

Лит.: "Материалы по национально-колониальным проблемам", 1936, № 33, с. 20 - 53; № 37, с. 31 - 55; Егорова М. Н., О некоторых чертах рабочего движения в Индии_, "Проблемы востоковедения", 1959, № 5; её ж е, Трудовое законодательство в Индии, М., 1962; Г о р д о н Л. А., Егорова М. П., Рабочий класс независимой Индии, М., 1968. М. Н. Егорова.

ВСЕКИТАЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ПРОФСОЮЗОВ (ВФП), создана в мае 1925 на 2-м Всекит. съезде профсоюзов, проходившем в Гуанчжоу. Играла значит, роль в развёртывании революц. рабочего движения в период Революции 1925-27 в Китае. После поражения революции в течедие нек-рого времени продолжала действовать подпольно, затем прекратила существование в связи с террором гоминьдановских властей против революц. и демократич. сил страны. Была воссоздана в авг. 1948 на 6-м Всекит. съезде профсоюзов, состоявшемся в Харбине. Со времени создания КНР принимала деятельное участие в мобилизации рабочих на социалистич. перестройку страны. В 1966 ВФП объединяла , 21 млн. рабочих и служащих. В последующие годы о деятельности ВФП сведения отсутствовали. В. П. Илюшвчкин.

ВСЕКИТАЙСКОЕ СОБРАНИЕ НАРОДНЫХ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ (ВСНП), согласно Конституции КНР 1954 высший орган гос. власти и единств, законодат. орган КНР. Депутаты ВСНП избираются на 4 г. собраниями нар. представителей провинций, авт. обл. и городов центр, подчинения по установленной Конституцией норме. Часть депутатов должна представлять нац. меньшинства, военнослужащих и китайцев, проживающих за границей. ВСНП избирает пред. КНР и его заместителя, утверждает состав пр-ва (Гос. совета), избирает пред. Верховного нар. суда и Ген. прокурора. В период между сессиями ВСНП высшим органом гос. власти является избираемый им Пост, комитет (см. Китай, раздел Государственный строй).

ВСЕЛЕННАЯ, весь мир, безграничный во времени и пространстве и бесконечно разнообразный по тем формам, к-рые принимает материя в процессе своего развития. В. существует объективно, независимо от сознания человека, её познающего. В. содержит гигантское множество небесных тел, многие из к-рых по размерам превосходят Землю иногда во много миллионов раз. Всякое подлинно научное исследование признаёт объективное существование, материальность В.

Материализм считает, что различные явления, происходящие в мире, взаимосвязаны и обусловлены. Они развиваются в пространстве и времени. Изучение закономерностей, к-рым подчиняются эти связи, является основной задачей естествознания. В противоположность философскому идеализму, утверждающему, что пространство и время являются не объективной реальностью, а формами человеческого созерцания, материализм признаёт объективную реальность пространства и времени. Поэтому пространство и время также подвергаются изучению со сторон ы естествознания.

Распределение материи по В. в пространстве и времени, различные небесные тела и системы тел, из к-рых состоит В., являются предметом изучения ряда разделов астрономии. Астрономия выясняет строение всей той части В., к-рая в данный момент доступна для исследования. Суждения о В. в целом, основанные на всех научных знаниях, составляют задачу космологии.

Развитие взглядов на строение Вселенной. На каждом этапе развития общества человечеству было известно строение лишь нек-рой ограниченной части В. С усовершенствованием методов научных исследований и астрономич. инструментов всё более расширяется доступный для изучения объём В. Само исследование становится всё более глубоким, и наши знания всё точнее отражают строение и развитие изучаемой области В. История познания В. является одной из наиболее блестящих иллюстраций ленинской теории познания, согласно к-рой "...Человеческое мышление по природе своей способно давать и дает нам абсолютную истину, которая складывается из суммы относительных истин" (Ленин В. И., Поли, собр. соч., 5 изд., т. 18, с. 137). На первых ступенях развития культуры представления о В. ограничивались знанием ближайших к жилью человека рек, гор, лесов и наиболее заметных небесных светил. В дальнейшем эти знания стали распространяться на значительные области поверхности Земли; следующим этапом было установление шарообразности Земли и относительной удалённости небесных светил.

Переворот, совершённый в науке Н. Коперником, уже в 16 в. привёл к тому, что область В., строение к-рой было в основном правильно понято и к-рая подверглась дальнейшему изучению, достигла размеров всей Солнечной системы. Стало ясно также, что звёзды находятся от нас на расстояниях, во много раз превышающих расстояния до планет. Но в тот период ещё не удалось измерить расстояния даже до ближайших звёзд. Астрономия 17-18 вв. была в основном астрономией планетной системы, т. е. была ограничена окрестностями одной звезды - Солнца. Диаметр этой системы, составляющий ок. 10 млрд. км, свет проходит за 10 часов. Точные определения расстояний до ближайших к нам звёзд, впервые произведённые в конце 30-х гг. 19 в. В. Я. Струве в России, а также Ф. Бесселем в Германии и Т. Гендерсоном в Юж. Африке, и статистич. исследования Струве, основанные на подсчётах звёзд, открыли новую страницу в изучении В. Границы той части В., к-рая стала подробно изучаться, раздвинулись до расстояний, проходимых светом за сотни и тысячи лет. Началась огромная работа по изучению Галактики, т. е. той звёздной системы, в к-рую в качестве одного из членов входит Солнце. Только в 30-х гг. 20 в. удалось с достоверностью установить размеры и основные черты строения Галактики, поперечник к-рой оказался равным ок. 30 тыс. парсек (ок. 100 тыс. световых лет). Однако многие важные особенности и детали строения Галактики остаются ещё не изученными, и интенсивное исследование их продолжается.

В 20-х гг. 20 в. была выяснена внегалактическая природа спиральных и эллиптических туманностей, оказавшихся самостоятельными галактиками, т. е. системами того же порядка, что и наша Галактика. Это позволило поставить вопрос об устройстве Метагалактики как космич. системы более высокого порядка, в к-рую наша Галактика и её соседи входят в качестве отдельных членов. Современные астрономич. инструменты не позволяют достичь пределов Метагалактики, и с достоверностью неизвестно, существуют ли границы у этой системы. Однако инструменты позволяют наблюдать отдалённые члены Метагалактики, находящейся от нас на расстояниях порядка нескольких миллиардов парсек. На ещё более далёких расстояниях могут наблюдаться квазары - открытый в 1963 новый вид космич. объектов. Исключительно большая светимость многих квазаров, являющихся, в отличие от галактик, компактными телами, позволяет обнаруживать их на гораздо больших расстояниях, чем самые большие галактики.

Ограниченность изученной части В. никоим образом не противоречит идее о пространственной бесконечности В. Однако сама постановка вопроса о пространственной конечности или бесконечности В. была связана с классич. представлениями об абсолютном пространстве и об абсолютном времени. Согласно же представлениям совр. физики, пространственный объём, занимаемый любой реальной или воображаемой системой, неодинаков для наблюдателей, движущихся по-разному относительно этой системы. Наряду с расширением границ доступной для наших исследований части В. происходит более детальное и более глубокое изучение относительно близких к нам её областей: уже известно много деталей строения и свойств ближайших к нам галактик и скоплений галактик. Развитие знаний происходит одновременно и вширь, и вглубь. История науки показывает, что ни пространственная отдалённость тех или иных частей В., ни сложный характер причин, лежащих в основе различных явлений во В., не могут исключить возможность их познания. Материалистич. наука, в частности астрономия, убедительно опровергает выводы агностицизма, распространённого в буржуазной философии.

Имеет распространение ряд различных теорий строения В. в целом, основывающихся на предположении, что наблюдаемые свойства той части Метагалактики, в к-рой находится наша Галактика, имеют место повсюду во В., что экстраполированная таким образом Метагалактика исчерпывает всю В. в целом. Такие упрощённые схемы могут представлять ценность для многих конкретных работ, целью которых является изучение свойств больших объёмов Б. Но при этом не следует забывать об условности сделанных предположений. По существу при решении многих простых задач звёздной астрономии также удобно принимать, что Галактика простирается бесконечно далеко. При таком допущении можно получить, напр.,., первые теоретич. представления о распределении звёзд по видимым звёздным величинам или определить закономерности флуктуации яркости Млечного Пути. Однако, допуская бесконечность Галактики при решении конкретной задачи, исследователь понимает условность такого допущения. .Точно так же упомянутые выше теоретич. схемы, основанные на упрощённых предположениях и служащие для частных исследований, нельзя рассматривать как теории В. в целом. Иногда они являются лишь полезными рабочими схемами. Распространение на всю В. свойств той её части, к-рая нами в той или иной степени изучена, противоречит всему имеющемуся опыту исследования В. Известно, что появление новых технич. средств наблюдения, позволяющих существенно расширить пределы доступной наблюдениям области В., влечёт каждый раз за собой открытие качественно новых структурных особенностей. Так, в строении Галактики были обнаружены большие отличия от строения Солнечной системы. Несходство этих систем не ограничивается разными размерами или количествами тел, их составляющих: более существенной является качественная разница в характере подчинения и соподчинения членов внутри каждой из этих систем. В то время как Солнце содержит в себе подавляющую часть массы всей Солнечной системы, в результате чего движения планет определяются в основном его полем тяготения, основная часть массы Галактики распределена среди десятков миллиардов звёзд, и гравитационное поле определяется прежде всего действием всей этой совокупности звёзд. Такое же качественное различие структур обнаруживается при переходе от Галактики к Метагалактике.

Поскольку в иерархии изученных космич. систем самое высшее положение занимает Метагалактика, то, говоря о наиболее общих или наиболее крупномасштабных свойствах В., имеют в виду именно свойства и явления Метагалактики. К 70-м гг. 20 в. коллективным трудом астрономов разных стран установлены следующие важные свойства Метагалактики. 1) Галактики в ней не распределены равномерно: подавляющее большинство их сосредоточено в скоплениях и группах галактик. Наша Галактика входит в относительно бедную по числу членов Местную группу галактик. 2) Имеет место закон взаимного удаления галактик со скоростями, приблизительно пропорциональными их взаимным расстояниям (закон Хаббла). Так, галактики, находящиеся друг от друга на расстоянии в десять миллионов парсек, удаляются друг от друга со скоростями около 600 км/сек. Это расширение в соответствии с принципом Доплера вызывает наблюдаемое красное смещение спектральных линий в спектрах галактик. Всё это грандиозное явление часто называют расширением Вселенной. 3) В диапазоне миллиметровых радиоволн наша часть В. равномерно заполнена радиоизлучением, плотность к-рого соответствует излучению абс. чёрного тела с темп-рой ЗК. Это излучение называют реликтовым, т. к. предполагается, что оно представляет собой остаток излучательных процессов, имевших место в очень отдалённую прошлую эпоху, связанную с началом существования Метагалактики. Указанные три факта лежат в основе многочисленных современных космоло-гич. схем. Однако несомненно, будущая космология, наряду с этими осн. фактами, должна учитывать и много других, более тонких явлений и обстоятельств.

Структурные особенности Вселенной. До сер. 20 в. было принято считать, что подавляющая часть вещества доступной для наших наблюдений части В. сосредоточена в звёздах и только небольшая его доля составляет межзвёздное вещество, планеты, кометы. Однако после установления роли ядер галактик как активных центров галактик и открытия квазаров стало ясно, что во В. существуют тела с массами, превышающими звёздные массы по меньшей мере в миллионы раз и более. Трудно оценить суммарную массу этих звездообразных тел в единице объёма и сравнить её с массой звёзд. Тем не менее нет сомнений, что эти массы играют огромную роль в процессе развития В. Известно, что квазары наиболее высоких светимостей являются по меньшей мере в сотни раз более мощными генераторами лучистой энергии, чем совокупность звёзд самых массивных отдельных галактик. Существенно, однако, что звёзды вместе с межзвёздным веществом и разными мелкими телами образуют звёздные системы, наблюдаемые нами в виде галактик. Утверждение, согласно которому подавляющая часть вещества В. сосредоточена в галактиках, является, по-видимому, довольно точным описанием реальной картины, особенно если принять во внимание, что квазары можно считать предельным случаем галактик с очень яркими ядрами и относительно бедным звёздным населением и что нам известны уже многие объекты, к-рые по своим свойствам являются промежуточными между квазарами и галактиками классич. типов.

Однако галактики являются далеко не самыми крупными структурными единицами наблюдаемой В. Они сосредоточены в скоплениях и группах галактик; изолированные галактики встречаются редко. Тенденция галактик к скучиванию является одним из важнейших структурных свойств В. Ряд исследований позволяет полагать, что существуют системы более высокого порядка, чем скопления и группы галактик: скопления скоплении или сверхскопления галактик. Согласно этим исследованиям, Местная система галактик (включающая нашу Галактику) вместе с обильным галактич. скоплением в созвездии Девы и нек-рыми более близкими группами входит в одно из таких сверхскоплений. Изучение сверхскоплений галактик сильно затруднено вследствие того, что отдельные сверхскопления проектируются на небе друг на друга и разделение их часто не может быть выполнено с достаточной чёткостью. Тем более трудно ответить на вопрос о существовании системы ещё более высокого порядка, чем сверхскопления. Нет оснований утверждать, что сверхскопления распределены во В. равномерно, тем более что наблюдательные данные всегда свидетельствовали о существовании неоднородностей всё больших и больших масштабов. Неоднородность и тенденция к скучиванию являются очень характерными чертами доступной исследованиям части В.

Звёзды и межзвёздное вещество состоят из ионизованных газов; это позволяет сделать заключение, что осн. физич. формой вещества во В. является не твёрдое тело, не жидкость, не нейтральный газ, а плазма, состоящая из ионов и электронов. Однако открытие пульсаров дало первые наблюдательные свидетельства в пользу существования сверхплотных тел, состоящих в основном из вырожденного барионного газа.

Красное смещение. Закон Хаббла, утверждающий пропорциональность красного смещения спектральных линий (а следовательно, и скоростей удаления внегалактич. объектов) расстояниям до них, справедлив лишь для скоростей, малых по сравнению со скоростью света. Внегалактич. объекты, удалённые на расстояния более двух миллиардов парсек, также обнаруживают скорости удаления, продолжающие возрастать с увеличением расстояний, но закон простой пропорциональности уже нарушается. Скорости удаления по лучу зрения самых отдалённых галактик, для к-рых на основе принципа Доплера определены лучевые скорости, близки к половине скорости света. Благодаря большой светимости, квазары могут относительно легко наблюдаться на расстояниях, превосходящих 2 млрд. парсек. Уже зарегистрированы квазязвёздные объекты, у к-рых смещение линий к красному концу настолько велико, что длины волн их излучения увеличены по сравнению с лабораторными значениями в три и даже почти в четыре раза. Все попытки объяснить красное смещение в спектрах галактик недоплеровскими причинами остались безрезультатными. В настоящее время (70-е гг. 20 в.) аналогичные попытки предпринимаются в отношении красного смещения в спектрах квазаров. Однако анализ полученных результатов показывает, что и эти попытки являются безнадёжными. Более того, тот факт, что красное смещение равно наблюдается у галактик, квазаров и у объектов промежуточных типов (например, N-галактик), убеждает в том, что красное смещение представляет собой проявление крупномасштабных геометрич. и кинематич. свойств пространства - времени, мало зависящих от физич. свойств самих излучающих объектов и в известной степени независимых и от эволюции этих объектов.

Т. о., наблюдения подтверждают общие основы истолкования красного смещения, к-рое даётся релятивистской космологией. Однако вопрос о конкретных релятивистских моделях Метагалактики остаётся пока ещё предметом дискуссий.

Возрастные характеристики Вселенной. Открытие многообразных процессов эволюции в различных системах и телах, составляющих В., позволило изучить закономерности космич. эволюции на основе наблюдательных данных и теоретич. расчётов. В качестве одной из важнейших задач рассматривается определение возраста космич. объектов и их систем. Поскольку в большинстве случаев трудно решить, что нужно понимать под "моментом рождения" тела или системы, то, устанавливая возрастные характеристики, имеют в виду две, вообще говоря, различные количественные оценки: 1)время, в течение к-рого система уже находится в наблюдаемом состоянии (или в состояниях, близких к наблюдаемому в настоящую эпоху); 2) полное время жизни данной системы от момента её появления до разрушения. Очевидно, что эта вторая характеристика, как правило, может быть получена только на основе теоретич. расчётов. Обычно первую из указанных величин называют возрастом, а вторую - временем жизни.

Факт взаимного удаления галактик, составляющих Метагалактику, свидетельствует о том, что нек-рое время тому назад она находилась в качественно ином состоянии и была более плотной. Наиболее вероятное значение постоянной Хаббла (коэффициента пропорциональности в зависимости, связывающей скорости удаления внегалактич. объектов и расстояния до них), составляющее 60 км/(сек* *мегапарсек), приводит к значению времени расширения Метагалактики до современного состояния, равному примерно 17 млрд. лет. Такова оценка возраста наиболее крупной системы. Представляется очень естественным, что возраст галактик и отдельных звёзд меньше этой цифры.

Наличие неоднородностей в составе многих галактик свидетельствует о том, что они, несмотря на эффект дифференциального вращения, не достигли полного перемешивания звёзд. Это означает, что каждая галактика совершила не более нескольких десятков оборотов вокруг своей оси. Время одного оборота нашей Галактики вокруг своей оси составляет ок. 200 млн. лет, у др. галактик времена оборота имеют примерно ту же величину. Т. о., средний возраст галактик оценивается в 10 млрд. лет. Это не означает, конечно, что отдельные галактики или даже группы галактик не могут быть гораздо моложе. Но, вероятно, нет галактик, возраст к-рых существенно превышает 20 млрд. лет.

Согласно данным внегалактической астрономии, нек-рые скопления и группы галактик имеют столь большую дисперсию скоростей своих членов, что силы взаимного притяжения галактик-членов не могут удержать их в скоплениях, такие скопления должны распасться. Период, необходимый для распада, оценивается в большинстве случаев в 1-2 млрд. лет. Однако имеются группы галактик, к-рые распадутся в более короткие сроки - через 200-500 млн. лет. Так как современная звёздная динамика отвергает возможность формирования скоплений и групп из ранее независимых галактик, приходится допустить, что эти цифры определяют в таких случаях и возраст членов этих групп. Это означает, что среди галактик встречаются иногда очень молодые (по сравнению со средним возрастом) объекты, т. е. что процесс возникновения новых галактик продолжается и на современном этапе развития Метагалактики.

Существующие методы определения возрастных характеристик галактик и скоплений галактик позволяют оценивать продолжительность жизни. Но так как возраст всегда меньше продолжительности жизни, то таким образом получают и значения верхней границы для возраста. Поскольку верхние границы оказываются всегда ниже указанного возраста Метагалактики, то можно утверждать, что возрастные характеристики отдельных членов Метагалактики не противоречат имеющейся оценке её возраста.

Возраст Метагалактики иногда принимают за возраст В., что характерно для сторонников отождествления Метагалактики со В. в целом. Действительно, гипотеза о существовании во В. многих метагалактик, расположенных просто на нек-рых расстояниях друг от друга, не находит никаких подтверждений. Однако следует принимать во внимание возможность более сложных соотношений между Метагалактикой и В. в целом и даже между отдел